Новостная лента
30 Октября 2007 года

Премия организации "Репортеры без границ"

Номинанты в категории "Журналист"




Икбаль Атас - Шри-Ланка
В августе 2007 года самого известного в Шри-Ланке журналиста-расследователя Икбаля Атаса вынудили сначала прекратить публиковать материалы на военную тематику, а затем и уехать из страны. За несколько дней до этого Готабхайя Раджапакса, министр обороны и брат президента Шри-Ланки, лишил журналиста защиты со стороны полиции, которой тот пользовался в течение нескольких лет. Более того, власти организовали демонстрацию возле дома Икбаля, обвиняя его в предательстве и в том, что он "продался" сепаратистам из организации "Тигры освобождения Тамил-Илама". В это же время одному из его коллег из Sunday Times позвонил военный, угрожавший расправиться с Икбалем.
Журналисту угрожают не впервые. В 1998 году два армейских офицера, приставив револьвер к его голове, в присутствии членов семьи угрожали ему убийством.
Незадолго до того Икбаль Атас опубликовал сенсационные разоблачения о закупках в Украине истребителей МИГ-27. Помимо Sunday Times Атас является корреспондентом Jane's Defence
Weekly и американского новостного канала CNN.

Холлман Моррис -- Колумбия
37-летний Холлман Моррис, чья страна вот уже более 40 лет испытывает тяготы гражданской войны, стал одним из ведущих экспертов по вопросам прав человека и развития процесса восстановления мира. Вместе со своим братом он основал продюсерскую компанию, носящую его имя, а в 2003 году стал ведущим программы "Contrav?a" ("Против шерсти"), информирующую публику о развитии вооруженного конфликта и о мирных инициативах внутри гражданского общества Колумбии. Первоначально программа выходила на государственном канале Canal Uno, но в июле 2007 года была снята с эфира под предлогом проблем с финансированием.
Расследования Холлмана Морриса и его резко критика правительства Альваро Урибе стали причиной враждебного отношения к нему со стороны властей. Он неоднократно получал угрозы как от вооруженных формирований (боевиков, партизан), так и от близких к правительству государственных чиновников, и несколько раз был вынужден уезжать из Колумбии. Однако он никогда не оставался в эмиграции надолго. Холлман Моррис решил продолжать свой проект и теперь ищет новых ведущих для своей телепрограммы, которую он продолжает продюсировать.

Джила Баниягуб -- Иран
34-летняя Джила Баниягуб уже более двух лет является корреспондентом ежедневной газеты Sarmayeh. Молодая журналистка помогает разнообразить тематику газеты, которая изначально была известна как экономическое издание. Джила открыла страницы, посвященные женщинам и социальным проблемам. Помимо своей профессиональной деятельности она активно борется за права женщин в Иране. С прошлого года она несколько раз подвергалась аресту за освещение демонстраций, призывающих положить конец "сексуальному апартеиду" и принять поправки к законам, касающимся женщин.
Именно это послужило причиной ее допроса в апреле 2007 года по обвинению в "нанесении вреда национальной безопасности" и "создании негативного имиджа Исламской республики". В марте она была арестована и на 4 дня заключена в печально известную тюрьму "Эвин" близ Тегерана за репортаж и участие в "запрещенной демонстрации". Выйдя на свободу, Джила Баниягуб описала свои впечатления от пребывания в иранской тюрьме: переполненные камеры, ночные допросы с повязкой на глазах, отсутствие возможности связаться с родными, чтобы успокоить их. После заключения она вернулась к журналистской и правозащитной деятельности.

Сейюм Цехайе -- Эритрея
54-летний Сейюм Цехайе начал журналистскую карьеру в горах как участник сепаратистского "Народного фронта освобождения Эритреи". Он был боевиком, фотографом и кинооператором, собиравшим документальные свидетельства борьбы своего "малого народа" против эфиопского диктатора Менгисту Хайле Мариама. После провозглашения независимости он был назначен главой национального телевидения, а затем и радио, но всегда оставался активным критиком негативных сторон жизни. Известный своей открытостью и сильным характером, он получил среди друзей прозвище "Робеспьер". Сейюм вырос в Аддис-Абебе, учился во французском лицее. Его демократические взгляды, подкрепленные статусом ветерана освободительного движения, вызвали растущие разногласия между ним и правительством, возглавляемым его бывшим соратником Исайей Афеуорки, рвущимся в диктаторы. Сейюм подал в отставку и вернулся к своей "первой любви" - фотографии. Он стал работать в бесстрашной частной прессе, которая после второй войны с Эфиопией (1998-2000) начала пропагандировать демократические идеи. Он печатал эссе и подчеркивал свою журналистскую независимость. Один из друзей недавно сказал о нем: "Это демократ в окружении волков".
Сейюма арестовали на улице 21 сентября 2001 года, в первый день большой облавы на реформаторов внутри единственной партии, видных журналистов и всех противников политики "железной руки", проводимой главой государства. Его состояние здоровья вызывает беспокойство. Место его заключения неизвестно. К нему не допускают ни родственников, ни адвоката. Официальные обвинения против него не выдвигались, и суда над ним не было.

Номинанты в категории "СМИ"

Демократический голос Бирмы - Бирма
Базирующаяся в Норвегии радиостанция "Демократический голос Бирмы", основанная в 1992 году группой демократически настроенных студентов, которые пережили бойню 1988 года, была одним из немногих средств массовой информации, которым удалось разослать сообщения о разгоне демонстраций в сентябре 2007 года. Использование подпольной корреспондентской сети, радио и телеканала DVB привело в бешенство рангунских генералов, привыкших жестко контролировать содержание новостных выпусков. Несмотря не риск, многие бирманцы, жаждавшие новостей из независимых источников, добывали себе спутниковые антенны, чтобы принимать DVB TV.
Сама радиостанция вещает три часа в день по-бирмански и на семи языках живущих в стране малых этнических групп. Это один из очень немногих источников информации, свободных от неустанной предварительной цензуры, введенной хунтой. Начавшись как радикально-оппозиционное СМИ, канал DVB существенно поднял уровень профессионализма, но его журналисты не забыли о своей главной миссии - развивать демократию в Бирме. Его корреспонденты в Таиланде и Бирме подвергаются постоянным гонениям со стороны бирманских спецслужб и тайской полиции.

"Эхо Москвы" - Россия
"Эхо Москвы" было создано 9 августа 1990 года как новостное и дискуссионное радио. Оно ведет круглосуточное вещание с акцентом на политических и культурных новостях, анализе прессы, интервью с приглашенными гостями, дебатах со слушателями и т.д.
Еженедельная численность аудитории "Эха Москвы" составляет около 900 тыс. человек, а вещание ведется в российской столице и еще 30 регионах. В 1997 году радиостанция начала работу в режиме online, и сегодня ее передачи можно слушать во всем мире.
Возглавляемое харизматичным главным редактором Алексеем Венедиктовым, московское радио является одним из немногих вещательных СМИ, предоставляющих эфир деятелям оппозиции. Среди приглашенных в 2007 году гостей был Гарри Каспаров, лидер Объединенного гражданского фронта.
Первые годы работы радиостанции были отмечены постоянным давлением и множеством запретов на вещание. Сергей Лебград, редактор отделения "Эха" в Самаре, был избит неизвестными возле собственного дома в 2002 году.
Поначалу "Эхо Москвы" входило в "Медиа-мост", но сегодня 66 процентов акций компании принадлежит холдингу "Газпром-медиа" при четко оговоренном условии невмешательства в редакционную политику. Редактор назначается журналистами и утверждается советом директоров, в котором энергетический гигант не имеет большинства голосов.

"Агос" - Турция
"Агос" - это еженедельная газета армяно-турецкого сообщества, основанная в 1997 году. Убитый 19 января Грант Динк был ее редактором и одним из колумнистов.
Первоначально "Агос" ставил перед собой цель освещать проблемы армянской диаспоры и рассказывать о том, как армянам и другим немусульманам живется в Турции. Незадолго до убийства Динк решил, что "Агос" должен развиваться и становиться турецкой газетой, освещающей проблемы всего общества.
Еженедельные продажи газеты составляют 10-12 тыс. экземпляров. Ее Интернет-сайт (www.agos.tr) недавно запустил англоязычную версию с целью расширения читательской аудитории. Усилия по выходу за пределы армянской диаспоры оказались весьма плодотворными: согласно исследованиям, сегодня от 70 до 80 процентов покупателей "Агоса" являются турками-мусульманами.
"Мы хотим, чтобы нашими подписчиками были демократически мыслящие и армяне, и турки, а не только представители армянской диаспоры, - сказал редактор Этьен Макупян. - Ибо мы знаем - и многие армяне понимают это, - что без демократизации проблем армянской общины в Турции не решить".

"Умусесо" - Руанда
Одно из крайне малочисленных независимых изданий в Руанде, еженедельник "Умусесо", вероятно, держит рекорд по числу смещенных за последние годы редакторов. Каждый год - или почти каждый - руководителя этой небольшой газеты с тиражом всего в несколько тысяч экземпляров отправляют в изгнание за неспособность найти в Кигали хотя бы одну "отважную" типографию.
Не проходит и года без того, чтобы кто-то не подал в суд на руководство газеты. После двух лет судебных разбирательств ее молодой управляющий редактор Чарльз Кабонеро был приговорен в 2006 году к году тюремного заключения условно и большому штрафу за публикацию серии аналитических материалов о деятельности правительства. Однако жители Кигали ценят эту свободную и независимую газету с ее авторитетными редакционными статьями и журналистскими расследованиями.
Президент Пол Кагаме и его министры откликаются о крохотном штате газеты самым нелестным образом. На пресс-конференциях и в телекомментариях они не устают клеймить позором "иностранных агентов". В сентябре 2007 года газета приняла решение о приостановлении своей деятельности на неопределенное время после показа телепрограммы, в которой военные чиновники и министры угрожали "принять меры" против "негативных сил" в стране, в частности, против "Умусесо".

"Ту до нгон луан" - Вьетнам
Диссидентское издание "Ту до нгон луан" ("Свобода слова") впервые вышло в свет в апреле 2006 года в крупных городах и Интернете. Вскоре после этого возникло движение инакомыслящих, "Блок 8406", и появилась вторая газета, "Ту до дан чу" ("Свобода и демократия") - как раз в тот момент, когда правительство вело переговоры о вступлении Вьетнама во Всемирную торговую организацию. Как только эта цель была достигнута, полиция допросила и установила надзор за журналистами-диссидентами Хоанг Тьеном, Нгуен Хак Тоаном, Нгуен Ван Даем, Дуонг Тхи Сюанем и Бак Нгок Дуонгом.
"Ту до нгон луан", выпускавшаяся штатом сотрудников из города Хью в центральном Вьетнаме под руководством преподобного Нгуен Ван Ли, имела в конце 2006 года тираж в 10 тыс. экземпляров, но была вынуждена сократить его в связи с преследованием основателей газеты со стороны политической полиции.
В феврале 2007 года преподобный Нгуен Ван Ли был арестован и через несколько недель приговорен к восьми годам тюремного заключения.
"Ту до нгон луан" до сих пор выходит в свет, несмотря на то, что Нгуен Ван Ли и Нгуен Ван Дай находятся за решеткой. Еще один руководитель газеты, преподобный Фан Ван Лой, находится под надзором полиции и недавно предстал перед народным судом в своей общине.
Фан Ван Лой, основавший "Ту до нгон луан", написал в организацию "Репортеры без границ": "Мы хотим заявить партии и народу: "Только правда может дать нам свободу!"


Номинанты в категории "Защитник свободы прессы"

Институт свободы и безопасности журналистов - Азербайджан
Институт свободы и безопасности журналистов (ИСБЖ) был основан в Баку 3 мая 2006 года, в Международный день свободы прессы, журналистами, подвергшимися физической расправе. Его директор Эмин Хусейнов получил серьезную травму спины, ведя репортаж о массовых волнениях, произошедших накануне президентских выборов 2003 года.
Миссия института состоит в оказании помощи попавшим в беду журналистам, составлении отчетов о состоянии свободы прессы в Азербайджане и расследовании случаев нападений на журналистов.
В настоящее время организация проводит кампанию в поддержку писателя и поэта Сакита Захидова, который с июня 2006 года находится в тюрьме по ложным обвинениям в контрабанде наркотиков.
Один-два раза в неделю ИСБЖ выпускает информационный бюллетень "Депеша", который оценивает состояние свободы прессы в стране. С июля 2007 года институт имеет Интернет-сайт и зарегистрирован в министерстве юстиции в качестве неправительственной организации.

"Абражи" - Бразилия
Бразильская ассоциация журналистов-расследователей была создана при университете Сан-Паулу в октябре 2002 года по инициативе группы журналистов после убийства репортера Тима Лопеса в одном из бедных районов Рио-де-Жанейро. Ее цели - поддерживать свободу слова и более качественно готовить журналистов-расследователей к решению проблем, стоящих перед ними в трущобных районах больших городов.
"Абражи" регулярно организует специальные конференции и курсы для журналистов и студентов. Ее Интернет-сайт дает подробную информацию о нападениях на СМИ и содержит документированные сведения о нововведениях в сфере медиа-законов и юридических прецедентах решения конфликтов в сфере СМИ. "Абражи" исполняет функции лидера в расследовании убийств журналистов в годы военной диктатуры (1964-1985 гг.) Она неустанно выступала за рассекречивание архивов тех времен.
В ассоциации состоит более 200 журналистов из национальных и местных СМИ. В настоящее время ее председателем является Марсело Бераба, журналист из ведущей ежедневной газеты "А фолья де Сан-Паулу".

Центр наблюдения за состоянием свободы журналистов (Journalistic Freedom Observatory, JFO) - Ирак
Центр был создан в 2004 году, после того, как множество журналистов попало в тюрьму и подверглось иным репрессиям со стороны иракских сил безопасности. Основатели JFO, на себе испытав жестокости полиции, решили объединить усилия для оказания помощи журналистам, попавшим в тюрьмы. К тому времени журналисты, однако, еще не стали мишенями для боевиков из вооруженных группировок в той мере, в которой они являются ими сегодня.
Всего за несколько лет Центр превратился в один из самых надежных источников мониторинговых данных о нарушениях свободы прессы в Ираке. Он располагает сетью наблюдателей-волонтеров, которые отслеживают ситуацию в масштабе всей страны. Он также поддерживает партнерские связи с несколькими международными организациями. Центр имеет регулярно обновляемый Интернет-сайт (www.jfoiraq.org).
Сотрудники Центра ежедневно не только подвергаются риску нападения экстремистов, но и испытывают на себе бездействие иракских властей перед лицом постоянно растущего числа убитых в Ираке журналистов.

Беатрис Мтетва - Зимбабве
В стране, где на прессе испытывается арсенал в высокой степени репрессивных законов, Беатрис Мтетва подвергается постоянному риску, пытаясь отстаивать законность и справедливость. Будучи адвокатом как зимбабвийских, так и иностранных журналистов, отправленных в тюрьму правительством Роберта Мугабе, она одержала ряд побед, в том числе добилась оправдания двух журналистов "Санди телеграф", арестованных во время парламентских выборов в апреле 2005 года и показанных правительством по телевидению в тюремном наряде. Беатрис также защищала популярную - ныне закрытую - газету "Дейли ньюс", которая вела длительную судебную борьбу за выживание в условиях постоянных правительственных нападок. Эта борьба все еще продолжается, и Беатрис Мтетва остается одним из ее лидеров.
Она была арестована под надуманным предлогом в октябре 2003 года; в течение нескольких часов ее держали под замком, избивали и подвергали всяческим унижениям, прежде чем освободить без предъявления обвинений. Два дня она не могла говорить, а на третий пришла в тот же полицейский участок, чтобы подать официальную жалобу на издевавшихся над ней офицеров полиции.

Номинанты в категории "Кибердиссидент"

Нгуен Ван Дай - Вьетнам
Юрист и "кибердиссидент" Нгуен Ван Дай вместе со своим коллегой Ле Тхи Конг Нханом (ныне отпущенным на свободу) был приговорен 11 мая 2007 года после 4-часового суда к пяти годам тюремного заключения. Народный суд Ханоя признал его виновным в "антиправительственной пропаганде" и "грубом нарушении Конституции и законов Вьетнама путем принижения роли коммунистической партии" и "создания ложных представлений о состоянии демократии и прав человека во Вьетнаме".
38-летний Нгуен Ван Дай был арестован 6 марта 2007 года за написание и опубликование на своем веб-сайте (хостинг - rsfblog) серии критических статей о деятельности правительства в ответ на вопросы зарубежных СМИ, а также за использование своего статуса юриста для распространения своих материалов. В тюрьме он объявил голодовку, когда его жене было отказано в праве посещения. До этого он был арестован в феврале 2007 года. Борец за свободу слова написал статью "Право на создание партии во Вьетнаме", помещенную на вьетнамском языке на веб-сайте "Би-Би-Си". Власти собрали "народный суд" из 200 жителей Ханоя, чтобы судить его "за предательство". Хотя такой суд не имеет права принимать решения о тюремном заключении, он используется властями для запугивания политических диссидентов. Незадолго до ареста Нгуен Ван Дай открыл блог на сайте "Репортеров без границ": http://nguyenvandai.rsfblog.org/.

Роджер Сантодоминго - Венесуэла
Роджер Сантодоминго работал в национальных СМИ, в том числе в газете "Таль куаль" и в телекомпании Venevisi?n, а также в испаноязычной службе "Би-Би-Си". В 2005 году этот уважаемый журналист и бывший активист организации Amnesty International взялся за руководство Интернет-сайтом Noticiero Digital, одним из самых посещаемых новостных и дискуссионных веб-порталов. Сайт стал форумом как для противников, так и для сторонников правительства Уго Чавеса, установив рекорд посещаемости (300 тыс. посещений) после отключения от сети главного телеканала RCTV 27 мая 2007 года.
Облитый грязью официальными СМИ и обвиненный в "измене родине", Роджер Сантодоминго ушел с поста главного редактора Noticiero Digital в июле этого года после получения угроз в адрес своего 4-летнего сына Симона. Его автомобиль был взорван возле дома 4 июля сразу же после обращения Роджера к администрации за помощью по обеспечению безопасности сына. Расследование инцидента не дало никаких результатов, а Роджер Сантодоминго остается объектом проклятий со стороны официальных СМИ.

Карим Амер - Египет
"Прошел уже год, а я все еще лишен свободы. Боль этого опыта научила меня, что ничто не может сравниться по своим ощущениям с чувством несправедливости", написал молодой блоггер Карим Амер из тюремной камеры в сентябре 2007 года. 23-летний Абдель Карим Набиль Сулейман, известный под псевдонимом Карим Амер, получил четыре года тюремного заключения за использование своего блога для публикации материалов, критикующих авторитарный режим президента Хосни Мубарака и систему руководства университета Сунни аль-Азхар, где Карим учился на факультете права. Он воспротивился раздельному обучению мужчин и женщин в университете и написал о давлении, оказываемом на некоторых религиозных деятелей с целью обеспечить поддержку Хосни Мубараку.
Страдания Карима Амера усугубились тем, что во время суда его родители - вероятно, вследствие запугиваний - публично отреклись от него и призвали суд приговорить его к смертной казни. В Египте, известном отсутствием независимой судебной системы, мало кому удается без особых последствий пережить выдвижение обвинений в "разжигании ненависти к исламу" или "оскорблении главы государства". "Пусть знают враги свободы, символы угнетения […], что дни их уже сочтены. Встает заря новых поколений. Будущее принадлежит нам!" - так заканчивалось послание блоггера из тюрьмы, размещенное на сайте freekareem.org.

Ян Цзили - Китай
Ян Цзили был арестован 13 марта 2001 года возле своего дома в Пекине и приговорен 28 мая 2003 года к восьми годам тюрьмы за "подрыв государственной власти". После подачи апелляции приговор был оставлен в силе в ноябре 2003 года.
В чем состояла его вина? В том, что он разместил на своем веб-сайте lib.126.com ряд материалов под заголовком "Сад идей Ян Цзили" в защиту ценностей политического либерализма. Он также подверг критике репрессии активистов духовного движения "Фалунгон" и привлек внимание к экономическим трудностям, переживаемым китайскими крестьянами.
Его жена Лу Кунь неустанно борется за освобождение мужа. Она потеряла учительскую работу из-за того, что отважилась говорить с иностранными корреспондентами. Лу удалось в этом году получить показания бывшего агента политической полиции, который в 2000 году проводил тайное расследование деятельности Ян Цзили и его товарищей, которых подозревали в "желании начать социальные реформы в Китае". По словам агента, власти подделали четыре поданных им рапорта, чтобы получить основания для ареста Ян Цзили и трех его товарищей - Сю Вэя, Цзинь Хайкэ и Цзян Хонхая.
Сейчас Ян Цзили 36 лет. Он окончил Пекинский университет с дипломом инженера-механика. После ухода с кафедры он работал инженером по компьютерной технике.

35 членов жюри, которые назовут лауреатов премии "Репортеров без границ" 2007 года

Экрам Шинвари Афганистан
Сабина Кристиансен Германия
Михаэль Редиске Германия
Рубина Меринг Австрия
Наим Ислам Хан Бангладеш
Жанна Литвина Беларусь
Оливье Базиль Бельгия
Колет Брэкман Бельгия
Маунг Маунг Мьинт Бирма
Франсуа Бюгинго Канада
Карлос Кортес Кастильо Колумбия
Мириам Лейва Куба
Фернандо Кастельо Испания
Мария Долорес Масана Аргуэллес Испания
Висенте Верду Испания
Доменико Амха-Цион Эритрея
Этан Цукерман США
Франсис Шарон Франция
Лоран Жоффрен Франция
Элиза Люсе Франция
Пьер Вельте Франция
Миммо Кандито Италия
Сайлаб Махсуд Пакистан
Риккардо Уседа Перу
Донат Мбайя Чиманга Демократическая Республика Конго
Мирча Тома Румыния
Алексей Симонов Россия
Гуннель Вернер Швеция
Омар Фарук Осман Сомали
Жорж Гордон-Леннокс Швейцария
Жеральд Сапе Швейцария
Сихем Бенседрин Тунис
Бен Амии Фиман Венесуэла
Розлана Таукина Казахстан
Майкл Кик Ливан

Все новости

ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни