Результаты мониторинга
16 Августа 2011 года

Мониторинг ФЗГ - июль 2011

Случаи гибели журналистов – 1 (Гарун Курбанов, начальник управления информационной политики и пресс-службы президента Дагестана, Махачкала).

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 6 (Александр Редин, журналист газеты «Рабочая правда», Московская область; Джеймс Браун, журналист телеканала Russia Today, Челябинск; Владислав Малышев, издатель газеты «Резонанс», Саратов; Владимир Гусев, независимый журналист, Свердловская область; Дмитрий Терновский, блогер, Москва; Вячеслав Мартынов, журналист газеты «Анапа», Краснодарский край).

Нападения на редакции, телецентры – 1 (радиотелевизионный передающий центр в Цумадинском районе Дагестана).

Попытки цензуры – ().

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 3 (Игорь Грищенко, главный редактор газеты «Московский комсомолец в Якутии», Якутск; Ирина Александрова, редактор портала «Ульяновск online», Сергей Красильников, журналист «Ульяновск online», оба - Ульяновск).

Увольнение редактора, журналиста – ().

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) – 10 (Юрий Сошин, корреспондент АПН, Карачаево-Черкесская Республика; Евгений Фельдман, фотокорреспондент «Новой газеты», Москва, 2 раза; Михаил Кирцер, журналист «Коммерсанта», Москва; Андрей Горбунов, корреспондент издания Life.news, и Александр Родионов, корреспондент РИА «Новый Регион», оба – Екатеринбург; съемочная группа телекомпании «Волга», Нижний Новгород; Игорь Грищенко, главный редактор газеты «Московский комсомолец в Якутии», Якутск; Илья Варламов, фотоблогер, и съемочная группа РЕН-ТВ, все - Москва)

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 29

на сумму 184 670 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 10

удовлетворено – 5

взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

1 266 145 рублей 50 копеек.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 22

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 6 (Сергей Кузнецов, независимый журналист, Екатеринбург; Ирина Граник, обозреватель газеты «Коммерсант», Москва; Вадим Речкалов, журналист газеты «Московский комсомолец», Москва; съемочная группа телекомпании «Волга», Нижний Новгород; Владимир Гусев, независимый журналист, Свердловская область; Вячеслав Убушиев, корреспондент газеты «Современная Калмыкия», Элиста).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (ТРК «Иртяш», Челябинская область).

Прекращение выхода СМИ – ().

Изъятие (скупка, арест) тиража – 3 (журнал «Коммерсантъ Власть», в Санкт-Петербурге; газета «Современная Калмыкия», Элиста; газета «Известия Калининграда», Калининград).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 4 (LiveJoirnal, 2 раза; сайт Высшей квалификационной коллегии судей РФ; сайт газеты «Анапа», Краснодарский край).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – 1 (газета «Справедливая Россия. Алтайский край», Барнаул).

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (фотоаппарат корреспондента еженедельника «Черновик» Руслана Алибекова, Махачкала).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - 1 (редакция газеты «Анапа», Краснодарский край).

Экономическое давление – 1 (редакция газеты «Анапа», Краснодарский край)

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 18

 

ИЮЛЬ, 1
Информагентство «Руспрес»
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил иск главы Счетной палаты РФ Сергея Степашина к информагентству «Руспрес», опубликовавшему в феврале порочащую его статью, обязав агентство опровергнуть информацию и выплатить Степашину компенсацию в размере 500 000 рублей. Агентство «Руспрес» опубликовало статью «Теракты и убийства в Кабардино-Балкарии не мешают хозяину региона Арсену Канокову быть миллиардером» на своем сайте 19 февраля 2011 года. Как сообщает Счетная палата, статья содержит оскорбительные высказывания в адрес ее председателя. Степашин обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к редакции и учредителю ИА «Руспрес» о защите чести, достоинства и деловой репутации. Суд принял решение об удовлетворении исковых требований Сергея Степашина.

ИЮЛЬ, 1
Все СМИ
Суд удалил журналистов с рассмотрения ходатайства о продлении ареста бывшему главе управления Мособлпрокуратуры Дмитрию Урумову, обвиняемому в получении взяток от организаторов теневого игорного бизнеса, передает корреспондент агентства РАПСИ из Басманного суда Москвы. Такое решение суд принял по ходатайству адвоката Юрия Михайлова. После этого судья объявила, что процесс будет проходить в закрытом режиме, и попросила журналистов удалиться. Тем не менее, в зале остались родственники обвиняемого и другие зрители.

ИЮЛЬ, 2
Газета «Современная Калмыкия»
Вячеслав
Убушиев
В ФЗГ обратился главный редактор газеты «Современная Калмыкия» (Элиста) Валерий Бадмаев. Он сообщил, что утром в офис газеты ворвался адвокат Сергей Бургустинов. Выражаясь нецензурной бранью и угрожая «кончить» сотрудников, он вынудил покинуть офис журналиста Вячеслава Убушиева. «Продолжая расточать угрозы, Бургустинов забрал несколько пачек газеты (около 2000 экземпляров) и увез в своем автомобиле», - рассказал В. Бадмаев. Поводом для неадекватных действий адвоката послужила статья «Охамевшие «опера», напечатанная в газете «Современная Калмыкия» 30 июня 2011 года. В ней говорится о превышении должностных полномочий оперативными работниками УВД по городу Элиста. Материал написан на основании конкретного обращения гражданина в следственное управление и прокуратуру РК, после того, как этот молодой человек был избит сотрудниками уголовного розыска. Отцом оперативника, имеющего привычку распускать руки, оказался адвокат С. Бургустинов, который является представителем и.о. министра внутренних дел Калмыкии Батра Гиндеева в гражданском деле по иску последнего к газете «Современная Калмыкия». Редакция обратилась с заявлением в милицию по факту угроз журналистам и хищения редакционного имущества адвокатом Бургустиновым.

ИЮЛЬ, 2
Газета «Советская Россия»
В производстве Савёловского районного суда Москвы находится дело по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации, который был предъявлен Василием Бойко-Великим к газете «Советская Россия» в связи с публикацией в этом издании 26 февраля 2011 года статьи «Как Бойко-Великий расправился с календарем». Кроме опровержения, истец просит суд взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда 500 000 рублей

ИЮЛЬ, 3
Джеймс Браун
Руководитель съемочной группы телеканала Russia Today журналист Джеймс Браун, готовивший фильм о Южном Урале, жестоко избит в Челябинске уличными грабителями. Ночью британец возвращался пешком в гостиницу, в центре города к нему подошли двое неизвестных. Избив британца, они забрали у него все ценные вещи и скрылись. Происшествие произошло в последние дни работы съемочной группы проекта Discovering Russia («Открывая Россию»). Документалистов интересовали уникальное производство, исторические памятники, необычные люди - изобретатели, художники, музыканты, а также природа, обычаи и традиции. «Нас не интересует политика, криминал и прочие подобные вещи, – подчеркивал продюсер проекта Алексей Чемоданов. - Мы снимаем развлекательный и познавательный проект, чтобы показать западному зрителю, что Россия - это нормальная страна, в которой живут хорошие люди, занимающиеся обычными, часто интересными делами». В связи c совершённым нападением на журналиста заместитель Генерального прокурора России Ю. Золотов поручил прокурору Челябинской области А. Войтовичу установить жёсткий контроль за ходом расследования данного преступления, обеспечив принятие органами правоохраны региона исчерпывающих мер по розыску и привлечению к уголовной ответственности виновных. Вскоре сотрудники правоохранительных органов Челябинска задержали двух молодых людей, подозреваемых в нападении на Джеймса Брауна, сообщили в понедельник в пресс-службе УВД Челябинска. «Благодаря слаженной работе сотрудников уголовного розыска УМВД России Челябинска преступление удалось раскрыть в кратчайшие сроки. 9 июля подозреваемые были задержаны. Ими оказались двое молодых людей 1988 года рождения, не работающие, ранее не судимые», - сообщили в пресс-службе. Оба водворены в изолятор временного содержания. Изъят похищенный сотовый телефон. Возбуждено уголовное дело по статье «грабеж», передает «Интерфакс».

ИЮЛЬ, 4
Александр Редин
Активисты, выступающие против строительства магистрали через Химкинский лес, заявили об избиении сотрудниками частного охранного предприятия восьми экологов и одного журналиста. Активист движения «В защиту Химкинского леса» Ярослав Никитенко сообщил «Интерфаксу», что рядом с местом вырубки в Химкинском лесу завязалась драка между экологами и охранниками предприятия «Витязь». «Драка началась после того, как охранники отобрали у одного из активистов, пытавшихся остановить технику в Химкинском лесу, очки. При этом охранники избили еще восемь человек, среди которых журналист газеты «Рабочая правда» Александр Редин. У него выбиты зубы», - заявил собеседник агентства.

ИЮЛЬ, 4
Владимир Гусев
Антикоррупционный комитет по Свердловской области отправил Управлению Генпрокуратуры РФ в УрФО материалы о грубых нарушениях законности, допущенных должностными лицами органов правоохраны Березовского городского округа. Заместитель генпропукрора РФ Юрий Золотов дал указание информацию проверить. «Доводы подтвердились, - сообщают в пресс-службе Антикоррупционного комитета по СО. - Установлено, что в ходе рейда, совместно проведенного егерем районного общества охотников и рыболовов Владиславом Колчиным и местным фотокорреспондентом Владимиром Гусевым, на территории Белоярского водохранилища была застигнута группа браконьеров, занимавшихся незаконной охотой с применением огнестрельного оружия. При попытке пресечения противоправных действий егерь и фотокор были жестоко избиты браконьерами, которые угрожали потерпевшим своими «связями в правоохранительных органах». Угрозы не были пустыми. Несмотря на очевидность факта преступления, совершенного в отношении лиц, исполнявших свой служебный долг, и наличие доказательств - в том числе представленных журналистом фотоснимков с места происшествия и экспертных заключений о причиненных телесных повреждениях, браконьеров от ответственности освободили, а уголовные дела в отношении них незаконно прекратили.Тогда уральские правозащитники подали ходатайство, и ситуация сразу стала предметом специального разбирательства в управлении Генпрокуратуры в УрФО. В итоге, по требованию заместителя Генерального прокурора России Юрия Золотова незаконные процессуальные решения были отменены, уголовные дела в отношении браконьеров возобновлены и переданы для организации должного расследования в подразделение Следственного комитета. Согласно официальной информации окружного управления Генпрокуратуры, по итогам проведенной служебной проверки виновный в незаконном уголовном преследовании невиновного человека следователь ОВД привлечен к ответственности. Начальник следственного отдела уволен из органов МВД.

ИЮЛЬ, 5
Владислав Малышев
В Заводском районном суде Саратова завершилось предварительное заседание по делу о нападении на издателя газеты «Резонанс», депутата Саратовской городской думы Владислава Малышева. На скамье подсудимых - Сергей Солодилов, в чьей невиновности уверены и сам потерпевший, и его защита. Заседание длилось около 25 минут. Адвокаты Малышева вышли с ходатайством изменить меру пресечения Солодилова и выпустить его из-под ареста (под арестом он находится уже в течение одного года). С таким же ходатайством выступил и адвокат обвиняемого. Тем не менее, суд не внял их просьбам и, напротив, продлил содержание под стражей на 6 месяцев. Покушение на Малышева произошло ночью 27 мая 2010 года на улице Барнаульская. Злоумышленники несколько раз ударили Малышева ножом в область лица и перерезали горло. Преступление заметили соседи, которые подняли тревогу, спугнув преступников. Малышев попал в реанимацию 1-й городской больницы в бессознательном состоянии, куда его доставили в 5 утра после операции, продлившейся несколько часов. Защитник обвиняемого Дмитрий Богомолов назвал этот процесс уникальным. «Как практикующий юрист, я хочу сказать, что данный процесс очень интересен, на моей памяти такого еще не было. Это дело характеризуется не только своим резонансом, но и тем, что и потерпевший и его представители уверены в невиновности обвиняемого. Поскольку, по-моему мнению, предварительное следствие шло с обвинительным уклоном, я считаю, что данный процесс будет лакмусовой бумажкой саратовского правосудия, то есть по его результатам будет видно, насколько наш суд самостоятельный, независимый, насколько он руководствуется буквой закона», - заявил он. В свою очередь, потерпевший Владислав Малышев также настаивает на невиновности Солодилова и ждет, когда правоохранительные органы займутся поиском настоящего преступника. «От процесса я жду, безусловно, оправдания этого человека, если все будет происходить законно, то другого исхода быть просто не может», - сказал он. Депутат объяснил, что во время нападения находился в сознании, запомнил лица врачей и потому точно узнал бы нападавшего. Солодилов, по его словам, абсолютно не похож на преступника.

ИЮЛЬ, 5
Андрей Горбунов
Александр Родионов
Полиция Екатеринбурга задержала при исполнении служебных обязанностей корреспондента РИА «Новый Регион» Александра Родионова и корреспондента издания Life.news Андрея Горбунова. Прессу задержали по указанию Александра Федюнина, нового начальника полиции Екатеринбурга. Журналисты вели съемку в публичном месте (у ювелирного магазина «Адамас») и находились, как и начальник полиции, при исполнении служебных обязанностей. Журналистов заставили удалить снимки, а затем попросили дать подробные объяснения сотрудникам полиции.

ИЮЛЬ, 5
Илья Варламов
Съемочная группа РЕН-ТВ
В Москве сотрудники полиции, прибывшие на Болотную площадь для разгона несогласованной с властями уличной акции против Михаила Прохорова и партии «Правое дело», задержали журналистов РЕН-ТВ и фотоблогера Илью Варламова, оставшихся на месте событий после окончания акции. Так как у полицейских не было машины, в участок ОВД журналистов и сотрудников МВД повез на своем автомобиле Варламов. «Меня схватили и отвезли в ОВД. Так как у милиции не было транспорта, поехали на моей машине», – написал Варламов в своем Twitter, как только добрался с сотрудниками полиции и другими задержанными в участок. «Все в машину не влезли, поэтому двое задержанных остались на Болотной площади. А я под надзором милиционеров вел машину к ОВД «Якиманка», – сообщил фотоблогер «Газете.Ru». «Я приехал на Болотную площадь, чтобы сфотографировать проходившую акцию, на которой организаторы прицепили портрет Михаила Прохорова к воздушным шарам и разбрасывали деньги. Когда акция уже закончилась, я остался дожидаться милицию, чтобы осветить событие до конца. Опоздавшие сотрудники не нашли никого из участников, поэтому задержали меня и находившихся на месте журналистов», – сказал Варламов. «Я полтора часа просидел в участке, дожидаясь, пока мне выдадут протокол. Впрочем, протокол о задержании мне так и не вручили, сославшись на то, что не обязаны этого делать. Я, конечно, собираюсь обжаловать действия милиции», – добавил фотоблогер. По словам Варламова, все задержанные в ходе уличной акции на Болотной площади уже отпущены. «Газета.Ru»

ИЮЛЬ, 5
Портал LifeNews
Портал LifeNews обвинил известного блоггера, автора проекта «РосПил» Алексея Навального в том, что его магазины в Подмосковье незаконно торгуют спиртным. В 45 километрах от Москвы в деревне Кобяково Одинцовского района располагается Кобяковская фабрика по лозоплетению, четверть акций в которой принадлежат самому блоггеру, пишет издание. Руководит предприятием его отец. Здесь же находятся два придорожных магазина, в которых журналистам предложили купить алкоголь после 21 часавечера. Заметив, что корреспонденты ведут видеосъёмку, сотрудники торговой точки попытались сломать камеру.

ИЮЛЬ, 5
Интернет-издание «Взгляд»
Преображенский суд Москвы отказался рассматривать иск главы РЖД Владимира Якунина к интернет-изданию «Взгляд» и бизнесмену Михаилу Дворковичу. В материалах суда говорится, что «в связи с нарушением подсудности» дело передается в Дорогомиловский суд. Когда cуд рассмотрит дело, не сообщается. Якунин подал в суд на Дворковича и «Взгляд» 7 июня, требуя опровергнуть распространенную изданием информацию, порочащую его честь и достоинство. Кроме того, Якунин потребовал возместить нанесенный ему моральный ущерб, выплатив 200 000 рублей (см. монитор за июнь 2011 года). Поводом для подачи иска стала запись из блога Дворковича, опубликованная на сайте «Взгляда», в которой бизнесмен называет Якунина человеком, оказывающим прямое влияние «на обнищание граждан России». В своем посте, обращенном к патриарху Кириллу, Дворкович отметил, что поэтому Якунин не достоин участвовать в принесении благодатного огня из Иерусалима в Россию (на Пасху). На судебном заседании 5 июля Дворкович заявил, что готов отвечать за свои слова. «Я привык отвечать за свои слова, в том числе и за то, в чем меня обвиняет истец», - отметил предприниматель.

ИЮЛЬ, 5
Сергей Курихин
Стали известны имена предполагаемых заказчика и организатора нападения на саратовского политика Сергея Курихина, задержанных в Нижнем Новгороде (см. монитор за июнь 2011 года). Сотрудники нижегородской полиции совместно с оперативниками уголовного розыска МВД РФ задержали бывшего депутата Балахнинского земского собрания Михаила Майорова и 50-летнего безработного - ранее судимого нижегородца. У последнего в арендованном частном доме на Елецкой улице был обнаружен целый арсенал: в закопанной на участке пластиковой канистре хранились три пистолета-пулемета иностранного производства, пистолет «Кольт» 1911 года выпуска, а также глушители и более 200 патронов к автомату АК-47 и револьверу системы наган. Оба нижегородца этапированы в Саратов для проведения следственных действий. Третий соучастник, который считается непосредственным исполнителем преступления, объявлен в розыск. По данным следствия, покушение могло быть нацелено не на Сергея Курихина, а на его попутчика директора строительной фирмы «Лик-М» Александра Ермолаева. Следователи прорабатывают версии конфликта между ним и Михаилом Майоровым, касающиеся долговых взаимоотношений и противоречий, связанных с земельным участком под строительство, на котором господин Майоров якобы хотел построить дом. По словам старшего помощника руководителя СУ СК по Саратовской области Оксаны Ляпиной, версия о причастности к преступлению Михаила Майорова - всего лишь одна из основных, рассматриваемых следствием. Также она отметила, что «задержание в Нижнем Новгороде подозреваемых звучит как факт того, что преступление раскрыто, но определенно ничего нельзя сказать, пока они не будут допрошены. Так что не надо пока опережать события», - заключила Оксана Ляпина. В земском собрании Балахнинского района «Ъ» сообщили, что Михаил Майоров пять лет назад был директором балахнинской птицефабрики и действительно работал депутатом в земском собрании третьего созыва. Однако в земском собрании его мало кто знает, так как за весь срок своих депутатских полномочий он на заседаниях не появлялся и запомнился только темной историей с невозвратным кредитом для птицефабрики, взятым под гарантии муниципального бюджета.

ИЮЛЬ, 5, 7
Игорь Грищенко
Вечером 5 июля в Якутске был задержан с поличным главный редактор регионального выпуска газеты «Московский комсомолец в Якутии» Игорь Грищенко. В отношении журналиста возбуждено уголовное дело по статье 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»). Статья предусматривает наказание от 7 до 12 лет. Игорь Грищенко помещен под домашний арест. Такое решение 7 июля вынес городской суд Якутска. Заместитель председателя Верховного суда Якутии Петр Пронин и представитель следственного управления СКР Константин Шкулепо рассказали на пресс-конференции об обстоятельствах задержания журналиста. Как пояснил зампред ВС Якутии Пронин, после публикации в газете «МК в Якутии» материалов Галины Мохначевской о председателе суда Людмиле Горевой пресс-служба ВС вышла на Грищенко с предложением опубликовать ответ. Редактор «МК» ответил, что газета может заключить договор об информационном сотрудничестве с Верховным судом на сумму в 240 тысяч рублей. Поскольку «МК в Якутии» Грищенко издает как индивидуальный предприниматель, то одной из сторон договора является ИП «Игорь Грищенко». ВС, однако, договор с издателем заключать не стал. По словам Пронина, «суду запрещено вступать в подобные отношения со средствами массовой информации». Дальше в дело вступили некие спецслужбы, которые начали «разрабатывать журналиста». Какие именно спецслужбы и по поводу чего Грищенко попал «в разработку», представитель следственного управления Шкулепо не пояснил. Но, по его словам, никто из сотрудников суда никаких заявлений по этому поводу не подавал. После пояснений чиновников ситуация стала выглядеть еще более запутанной. Если Грищенко предложил Верховному суду заключить официальный договор об информационном сотрудничестве, а тот отказался, то при чем тут коммерческое вымогательство? Если же пресс-служба ВС сделала вид, что согласилась на договор, а сама подключила к делу некие спецслужбы, то это уже похоже на подстроенную подставу. Если, как утверждает представитель следственного управления, никакого заявления от пресс-службы ВС по поводу шантажа не было, то, спрашивается, по какому поводу журналиста взяли в разработку? Договоры об информационном сотрудничестве - дело рядовое, ничего противозаконного в них нет. Тем не менее, суд принял решение оставить журналиста под домашним арестом. Это значит, что Игорю запрещено выходить в Интернет, общаться с коллегами по телефону.

ИЮЛЬ, 6
Ирина Александрова
Сергей Красильников
Следственное органы Ульяновской области поставили точку в деле о скандальных публикациях на местном портале «Ульяновск online», фигурантами которых стали зампредседателя Ульяновской гордумы Игорь Буланов, а также начальник УВД по региону Андрей Ларионов и его подчиненные. Старший помощник руководителя следственного управления СКР по региону Александр Сорокин сообщил агентству «Интерфакс-Поволжье», что информация, содержащаяся в данных публикациях, была признана недостоверной. «В то же время принято решение прекратить уголовное преследование в отношении редактора интернет-издания Ирины Александровой и журналиста Сергея Красильникова, поскольку они не знали о недостоверности предоставленной им информации», - подчеркнул А. Сорокин.

ИЮЛЬ, 6
Газета «Областные вести»
В марте этого года, когда на политическом фронте Волгограда развернулось сражение между главами областной и городской администраций, газета «Областные вести» в своей традиционной рубрике «Поговорим?» опубликовала дискуссию о механизмах и подоплеке отстранения от должности главы Волгограда Романа Гребенникова под заголовком «А Жака Ширака жалко». Напомним читателям, что главный редактор издания и его заместитель усомнились в целесообразности и законности действий губернатора. Результатом реакции губернатора Бровко и его юридических советников стало исковое заявление администрации Волгоградской области о защите деловой репутации и взыскании компенсации за причиненный вред. С нас губернатор решил через суд взыскать по 500 000 рублей, для решения социальных проблем области, с обязательным опубликованием опровержения к материалу. Решением Дзержинского районного суда в удовлетворении исковых требований администрации Волгоградской области было отказано в полном объеме. Не согласившись с выводами суда первой инстанции, юристы областной администрации решение обжаловали в кассационном порядке. Но Судебная коллегия Волгоградского областного суда подтвердила, что решение районного суда обоснованно и законно.

ИЮЛЬ, 6
Евгений Фельдман
В Москве неизвестные растянули над Комсомольским проспектом баннер с текстом «Путин будет казнен». Об этом пишет в своем блоге корреспондент «Новой газеты» Евгений Фельдман, который был задержан сотрудниками полиции во время акции. Кто подготовил и повесил растяжку, журналист не сообщает. Плакат провисел на железнодорожном мосту на перекрестке Комсомольского проспекта и Хамовнического вала более пятнадцати минут. При этом начало плаката не было расправлено, поэтому первые две буквы текста прочитать было невозможно, пишет Фельдман. На развешенный баннер отреагировали люди в штатском. Снимать растяжку они не стали, сказав, что это работа для «таджиков», но заинтересовались личностью Фельдмана. Его доставили в ОВД «Хамовники» для выяснения личности, хотя задержание сотрудника СМИ во время исполнения служебных обязанностей противозаконно. В ОВД Фельдман пробыл около часа. «За это время сотрудники полиции много раз пытались как выяснить обстоятельства акции, так и убедить меня в необходимости впредь помогать им предотвращать подобные акции», - написал он.

ИЮЛЬ, 6
Газета «Пульс Поволжья»
У руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Самарской области Александра Антимонова, видимо, много свободного времени, и он решил кроме основных своих функций взять на себя обязанности цензора. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с его претензией к редакции газеты «Пульс Поволжья», где был опубликован критический материал о поставке на фармацевтический рынок области недоброкачественных лекарств. Источником для публикации стал пресс-релиз, подготовленный в стенах управления. Только его шефу пришлись не по нраву некоторые авторские оценки и обобщения. И Александр Антимонов встал в позу «государственного обвинителя». Он указал газете, что она предварительно не согласовала опубликованный материал, а потому потребовал не только опровержения, но и проведения служебного расследования, каким-таким образом он увидел свет без его, Антимонова, на то благословения, а также привлечения автора публикации к ответственности. Редакция «Пульса Поволжья» обратилась в Большое жюри Самарской областной организации Союза журналистов России с просьбой оказать содействие в устранении проблем, возникших из-за критической оценки положения дел на фармацевтическом рынке. Отправленная в адрес руководителя управления Росздравнадзора петиция, по сути, явилась своего рода «ликбезом» в области медийного законодательства с жестким указанием на то, что цензурировать прессу в России никому не позволено. Закон же «О СМИ», не приветствуя коллизии в этой отрасли, предусматривает цивилизованный порядок их рассмотрения - использование права на ответ.

ИЮЛЬ, 7
Вадим Речкалов
В Москве журналисту газеты «Московский комсомолец» Вадиму Речкалову угрожали оружием в тоннеле в районе Хорошево-Мневники. Об этом в интервью радиостанции «Эхо Москвы» сообщил сам В. Речкалов. «Это было не нападение, а демонстрация оружия, либо травматики, либо огнестрела», - сказал он и добавил, что оружие на него направлял человек невысокого роста, коротко стриженный, в темных очках. В. Речкалов также подтвердил, что полиция отреагировала на произошедшее. «Мне дважды позвонили из дежурной части ОВД, который находится на улице имени маршала Рыбалко в районе Октябрьского поля, и пригласили меня для написания заявления», - рассказал В. Речкалов. «В принципе, проблем с установлением у них никаких не будет, потому что этот участок дороги, насколько я знаю, оснащен достаточно хорошими камерами», - отметил журналист.

ИЮЛЬ, 7
Александр Денисов
В Центральном районном суде Воронежа рассматривается иск о защите авторских прав и компенсации морального вреда. Истец, фотограф Александр Денисов, обнаружил, что два представителя Воронежской областной федерации эстетической гимнастики опубликовали сделанные им снимки в СМИ и на интернет-сайтах. В частности, фотографии, сделанные истцом, были размещены в журнале «My baby», в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook», на сайте видеохостинга «RuTube», на портале 36on.Ru и сайте банка «ВТБ». Истец обнаружил 18 случаев использования его снимков. Господин Денисов утверждает, что снимки ранее нигде не публиковались и ответчики использовали их без разрешения. При этом авторство фотографий не указывалось или указывалось неверно. Некоторые снимки были кадрированы при размещении. Кроме того, истец заявил, что дважды направлял руководителям федерации письма с требованием убрать фото с интернет-сайтов. Фотограф полагает, что неправомерными действиями ответчиков были нарушены его авторские права: исключительное право на использование принадлежащих ему фотографий, право авторства и право на имя, право на неприкосновенность фотопроизведений и право на их обнародование. Учитывая, что фотографии использовались в рекламных и коммерческих целях, Александр Денисов требует взыскать с ответчиков солидарно 180 000 рублей за нарушение авторских прав, 15 000 рублей компенсации морального вреда и 5 000 рублей судебных расходов.

ИЮЛЬ, 8
Телекомпания «ТВС»
Как сообщили журналисты информационного агентства «Беломорканал», сотрудникам северодвинской телекомпании «ТВС» (Архангельская область) все еще не выплачена зарплата за май. В основном коллектив получил аванс в несколько тысяч рублей По некоторым сведениям, счета старейшей северодвинской телекомпании арестованы. Есть долги по налогам. «ТВС» на грани выселения из арендуемого помещения в гостинице «Никольский Посад». Журналисты, устав от неопределенности и безденежья, в знак протеста приостанавливает работу на один день. Если долги по зарплате не будут погашены, работники готовы перейти к бессрочной забастовке.

ИЮЛЬ, 9
РИА «URA.Ru»
В управлении Роскомнадзора по Свердловской области прошло оперативное совещание, на котором обсуждалось, какие меры реагирования могут быть применены к РИА «URA.Ru», сообщил агентству информированный источник в силовых структурах. По его словам, в совещании принимали участие представители прокуратуры, ГУ МВД по Свердловской области. Как считает источник, в силовых кругах агентство считают виновным в том, что инцидент в поселке Сагра получил чересчур широкую огласку. «Все московские журналисты ссылались на ваши материалы, и в результате у начальников в погонах сложилось мнение, что именно вы спровоцировали волну общественного резонанса. Вас хотят закрыть. Лишить свидетельства о регистрации в качестве СМИ. На шеф-редактора «URA.Ru» Аксану Панову завести уголовное дело и посадить», - говорит источник. К руководству агентства якобы несколько раз обращались знакомые во властных и силовых структурах, настойчиво рекомендуя заменить заголовок текста «Война в Сагре. Русские взялись за вилы и обрезы» - первого интервью с непосредственными участниками событий. В частности, к Ура.ру обращалась уполномоченная по правам человека Татьяна Мерзлякова, рекомендовавшая смягчить заголовок во избежание конфликта с силовиками в будущем. В агентстве считают, что в заголовке нет ничего провокационного, он констатирует факт. В Сагре действительно взялись за вилы и обрезы, и это действительно сделали русские – не очень понятно, что в этой фразе может являться экстремистским. Агентство просит своих читателей быть аккуратнее с выражением своего мнения в комментариях к материалам. По опыту прошлых лет знают, что проще всего предъявить претензии не к журналистским материалам, а к комментариям читателей.

ИЮЛЬ, 10
Сергей Кузнецов
Известный екатеринбургский правозащитник и независимый журналист Сергей Кузнецов сообщил в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что просит у Израиля политического убежища. «Я связался с известным израильским адвокатом, и мы подготовили соответствующие документы», - сказал он. «Сейчас мы ждем какой-то реакции властей, скорее всего, будет встреча, мне зададут вопросы». По словам журналиста, решение просить о политическом убежище он принял из-за невозможности продолжать свою общественную деятельность на родине из-за давления властей. В частности, С. Кузнецов утверждает, что узнал об угрозе собственной жизни. «Я случайно получил достоверные свидетельство того, что в отношении меня власти готовятся использовать уголовный элемент», - сказал он. По его мнению, такая «фашистизация» в управлении страной связана с попытками власти «максимально зачистить политическую арену в связи с предстоящими в 2012 году выборами». Сергей Кузнецов отметил, что не претендует на постоянное место жительства в Израиле. Свой выбор он объяснил тем, что Израиль оказался первой демократической страной, куда ему удалось добраться. «Если мне будет отказано, я буду последовательно просить другие демократические страны войти в мою ситуацию», - сказал С. Кузнецов. Также в случае отказа, по его словам, есть возможность обжаловать решение в суде, далее обратиться в комитет по беженцам ООН. Правозащитник отметил, что по прошествии периода весна-лето 2012 года он намерен вернуться на родину, так как надеется, что к тому времени «ситуация хотя бы немного улучшиться».

ИЮЛЬ,11
Радиотелевизионный передающий центр в Цумадинском районе Дагестана
Трое неизвестных в масках ворвались в ночь с 10 на 11 июля на станцию радиотелевизионного передающего центра (РТПЦ) в Цумадинском районе Дагестана. Нападавшие связали и вывели из помещения охранника, а затем устроили разгром в здании центра. Преступники сломали и подожгли всю технику. Взятого в плен охранника бандиты увели с собой в лес, однако ему удалось освободиться и сбежать. Сумма ущерба, нанесенного в результате поджога здания РТПЦ, оценивается в несколько миллионов рублей.

ИЮЛЬ, 13
Газета «Трибуна»
Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский судится газетой «Трибуна» (Республика Коми) за публикацию о своем февральском визите. Часть приведенных в статье сведений он посчитал порочащими его достоинство и потребовал компенсации морального вреда в 1 млн. рублей, а также опубликования опровержения. 18 февраля этого года издание опубликовало небольшую заметку о состоявшемся накануне визите вице-спикера Госдумы России Владимира Жириновского под названием «Обещал – отвечай». Там, в частности, говорилось о том, что «на встречах с журналистами и жителями города он привычно сетовал на переименование Усть-Сысольска в Сыктывкар, ругал политических оппонентов и раздавал обещания». Г-н Жириновский посчитал, что эта фраза «опозорила его имя, умалила честь и достоинство». Как заверил суд представитель газеты Владимир Пыстин, в распоряжении автора материала журналиста Владимира Овчинникова имеется аудиозапись выступления Владимира Жириновского, что в следующем судебном заседании должно подтвердить правоту ответчика.

ИЮЛЬ, 13
Информационное агентство «AmurMedia»
Комитет по информационным технологиям и связи правительства Хабаровского края, похоже, приравнял сообщение информационного агентства «AmurMedia» к слухам. Именно так «обозвали» материалы агентства на официальном сайте правительства Хабаровского края. Комитет правительства Хабаровского края по информационным технологиям и связи обвиняет журналистов «AmurMedia» в нарушении требований ч. 1 ст. 51 Закона РФ «О СМИ», по которой «журналисту запрещено - под страхом не только дисциплинарной, но и уголовной ответственности - распространять слухи под видом достоверных сообщений». Что же за «слухи» распространили и «преступление» совершили журналисты «AmurMedia»? Речь идет о проведении конкурса на подготовку нового Интернет-портала, который объявило на сайте госзакупок правительство Хабаровского края, и о котором первыми сообщили журналисты «AmurMedia». Они пишут: «Как следует из конкурсной документации, портал должен быть устроен также, как и сайт Белого дома США. В документации к конкурсу сказано, что «для разработки дизайна портала должен быть использован в качестве основы дизайн сайта www.whitehouse.gov», то есть сайт администрации президента США. Кроме того, портал предлагается оформить в сине-зеленых тонах, соответствующих цветовой гамме официального сайта Хабаровского края. Таким образом, портал должен представлять компиляцию из двух сайтов. Стоимость проекта - 25 млн. рублей».

ИЮЛЬ, 13
Ирины Граник
Столичная полиция устанавливает обстоятельства возгорания автомашины обозревателя газеты «Коммерсант» Ирины Граник, которая работает в кремлевском пуле, сообщили в четверг РИА Новости в правоохранительных органах столицы. ЧП произошло в центре Москвы в ночь на 13 июля около 02.00 недалеко от Садово-Самотечной улицы, где был припаркован автомобиль Hyundai Santa Fe, который принадлежит журналистке. В результате пожара внедорожник практически полностью сгорел. «По факту пожара начата проверка, полиция в настоящее время ожидает результатов пожарной экспертизы», - сказал собеседник агентства. Как рассказала РИА Новости сама Ирина Граник, после случившегося она подала в ОВД Тверское заявление по факту поджога. «В частности, в протоколе с места происшествия указано, что возгорание автомашины началось с правого переднего колеса», - отметила журналист. По словам Ирины, она пока не может предположить, с чем связано это происшествие. В настоящее время, полиция проверяет все версии случившегося. После случившегося Граник опасается за свою безопасность.

ИЮЛЬ, 13
Газета «Коммерсант»
Владелец Национального резервного банка (НРБ) Александр Лебедев и руководство его банка подали в Московский арбитражный суд четыре иска к газете «Коммерсант». «Авторы исков требуют взыскать с газеты в общей сложности 133 миллиона рублей в качестве компенсации за нанесенный ущерб деловой репутации НРБ», - сообщил советник Лебедева Артем Артемов. По его словам, с ноября 2010 года в газете «Коммерсант» неоднократно появлялись «порочащие деловую репутацию НРБ публикации». Суть одной из претензий Артемов пояснил: «Газета сообщала, что якобы в отношении НРБ расследуется уголовное дело о хищении средств государственной поддержки, выделенных на санацию банка «Российский капитал», которой занимался НРБ в период глобального экономического кризиса». Эта информация, по словам советника Лебедева, действительности не соответствует, и подобного уголовного дела в отношении НРБ никогда не было. Артемов также рассказал, что в апреле Лебедев направил руководству издательского дома «Коммерсантъ» письмо с просьбой прекратить печатать порочащую его информацию, но послание никакого эффекта не возымело: статьи, вызывавшие недовольство Лебедева, продолжали выходить. Главный редактор газеты «Коммерсант» Михаил Михайлин заявил, что пока не может комментировать иски, поскольку пока не ознакомился с их сутью. При этом он отметил, что Лебедев «регулярно выдвигал претензии к корреспондентам газеты, но очень часто ничем их не обосновывал».

ИЮЛЬ, 13
Савва Терентьев
Российский блогер Савва Терентьев, осужденный три года назад за разжигание ненависти к милиционерам, получил политическое убежище в Эстонии. Его жена и сын, родившийся в этом году, когда супруги находились уже в Эстонии, получили вид на жительство в качестве членов семьи политического беженца. По словам Терентьева, решение о присвоении ему этого статуса принял Департамент полиции и пограничной охраны Эстонии. 12 июля начальник службы международной защиты департамента вручила семье Терентьевых соответствующие документы. Скандал вокруг негативных комментариев в ЖЖ Саввы Терентьева в адрес российской милиции разгорелся в 2007 году. В июле 2008 года суд Сыктывкара признал его виновным в возбуждении ненависти, вражды и унижении человеческого достоинства (часть 1 статьи 282 Уголовного кодекса России) и приговорил к году лишения свободы условно. По словам Терентьева, после того как его признали виновным в разжигании ненависти к сотрудникам МВД, в Сыктывкаре ему жилось очень трудно. В частности, блогер столкнулся с проблемами с трудоустройством. Он написал заявление о предоставлении политического убежища. «Все завершилось тем, что я получил право на жительство в Европе и могу теперь спокойно передвигаться как на территории СНГ, так и территории Евросоюза», - говорит Терентьев.

ИЮЛЬ, 14

Сергей Михайлов

На главного редактора и журналиста «Саратовского репортера» Сергея Михайлова подали в суд. Истцом выступила гражданка Климина. Она считает: ее опорочили, назвав мошенницей за то, что она создала частную финансовую пирамиду и не возвращает долги кредиторам. Об этой женщине газета уже опубликовала три материала, но Климина опровергает только один: «Бизнес» от Елены Саратовской». Стало быть, к другим претензий нет. Главный редактор «СР» Сергей Михайлов прокомментировал сайту «Общественное мнение» претензии Климиной: «У нас есть, что ответить в суде, есть доказательства и аргументы. В Саратове очень много людей, которых Климина «кинула». После ее иска они объединяются, чтобы предъявить ей свои претензии. Так что это очень неосмотрительно с ее стороны».

ИЮЛЬ, 14
Журнал «Коммерсантъ Власть»
Правозащитный Совет Санкт-Петербурга обратился к городскому прокурору Сергею Зайцеву в связи с изъятием в городе тиража журнала «Коммерсантъ Власть» с критической публикацией о деятельности Валентины Матвиенко. В документе говорится: «Уважаемый Сергей Петрович! 14 июля радиостанции «Эхо Москвы» и «Радио Свобода», газеты «Коммерсантъ» и «Новые Известия» сообщили, что по указанию Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации правительства Санкт-Петербурга изъято 90 % тиража журнала «Коммерсантъ Власть» от 4 июля, что является нарушением статьи 29 Конституции РФ. Просим Вас безотлагательно принять меры прокурорского реагирования по данному факту».

ИЮЛЬ, 14
Кристине Бусько
Газета «Коммерсант»
Основатель фонда Marshall Capital Partners (MCP) Константин Малофеев подал иск в Арбитражный суд Москвы к ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» и корреспонденту «Коммерсанта» Кристине Бусько. Бизнесмен требует выплатить ему компенсацию за нанесенный моральный ущерб в размере 2 миллионов рублей. Причиной иска стала статья Бусько «Константина Малофеева научат по-английски», опубликованная в газете «Коммерсант» 3 июня. По мнению Малофеева, в ней содержалась ложная информация о нем и принадлежащей ему группе «Нутритек». В статье речь шла об иске, который «дочка» ВТБ, подала к Малофееву в Высокий суд Лондона. По данным издания, кредитная организация пытается взыскать с бизнесмена 230 миллионов долларов. На такую сумму в 2007 году компания «Руссагропром», решившая выкупить у группы «Нутритек» молочные заводы, взяла кредит. Однако потом «Руссагропром» кредит не погасила. Между тем главный редактор газеты «Коммерсант» Михаил Михайлин заявил, что вся информация, опубликованная в статье Бусько, имеет документальное подтверждение.

ИЮЛЬ, 14
Дмитрий Терновский
Автомобиль известного блогера Дмитрия Терновского обстреляли, предположительно из травматики, утром в центре Москвы. Как утверждает сам Терновский, это произошло после того, как он попытался сфотографировать на мобильный телефон, как черный Mercedes со спецсигналом пытается проехать на красный сигнал светофора. Из-за этого вспыхнул конфликт, вылившийся в стрельбу. Правоохранительные органы по заявлению блогера возбудили уголовное дело по части 2 статьи 213 УК РФ («Хулиганство»). Статья предполагает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет. По подозрению в обстреле машины блогера московская полиция задержали жителя Риги, 1987 года рождения, который приехал в Москву для трудоустройства.

ИЮЛЬ, 14
Руслан Алибеков
Сотрудники уголовного розыска ОВД Советского района Махачкалы отняли фотоаппарат у фотокорреспондента дагестанского еженедельника «Черновик» Руслана Алибекова и уничтожили снимки. Журналист, который снимал место гибели заместителя командира ОМОН-1 Шамиля Муртазалиева, убитого накануне, был окружен людьми в штатском. Сообщив ему, что являются сотрудниками уголовного розыска, они отняли у Р. Алибекова фотокамеру. «Через какое то время фотокамеру мне вернули, - говорит фотокорреспондент, - а вот флешки нет. Вернули только вечером, и на ней была уничтожена вся информация». По словам главного редактора газеты Биякая Магомедова, он, как стало известно об инциденте, тут же связался с начальником Управления собственной безопасности МВД по РД Магомедом Хизриевым. Последний обещал разобраться в инциденте и установить сотрудников, совершивших препятствование деятельности журналиста. Б. Магомедов сообщил также, что редакция готовит заявление в правоохранительные органы с требованием возбудить уголовное дело по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). Отметим, что это не первый случай воспрепятствования деятельности журналиста в Дагестане. Ранее журналист газеты «Черновик» Магомед Ханмагомедов был избит двумя неизвестными, когда осуществлял фотосъемку дома в Дербенте, который сносили (см. монитор за май 2011 года). Уголовное дело до сих пор не возбуждено: следственный отдел СУ СК РФ по РД в Дербенте отказал в возбуждении уголовного дела и передал материалы в местное ГОВД, мотивируя тем, что избиение Ханмагомедова происходило по личным мотивам, а не по мотивам препятствования его профессиональной деятельности. И, таким образом, оно им не подследственно.

изъятие фотоаппаратуры / отказ в инф / длящийся

ИЮЛЬ, 16
Омский правовой портал omsk-pravo.ru
В ФЗГ обратились сотрудники Омского правового портала omsk-pravo.ru с сообщением о том, что увеличилось число отказов официальных структур и ведомств в предоставлении информации. «В основном ссылка идет на ФЗ «О персональных данных». В частности, на этом основании нам отказали в получении информации в Квалификационной коллегии судей Омской области», - говорится в документе.

ИЮЛЬ, 17
Первый канал
Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы отказал ООО «Бизнес Контакт», которому принадлежат права на кинофильм «Обитаемый остров», в удовлетворении иска к ОАО «Первый канал». «Бизнес Контакт» требовал взыскать с Первого канала и ООО «Продюсерский центр «Среда» 950 млн рублей за использование фрагмента фильма в пародийной передаче «Большая разница». Обжалуемое решение Арбитражный суд города Москвы вынес 20 января, полностью отказав «Бизнес Контакту» в удовлетворении иска. Компания требовала взыскать с ответчиков по 475 млн рублей за незаконную демонстрацию видеофрагмента ленты «Обитаемый остров» с измененным звуковым сопровождением. «Использование в «Большой разнице» оригинального видеоряда фильма «Обитаемый остров» нарушает наши исключительные права. При создании пародии надо было переснимать видеоряд. Он сам по себе является отдельным произведением, его нельзя было использовать без соответствующего на то разрешения», - говорила юрист истца в суде первой инстанции. Ответчики возражали: «Создание пародии допускает использование оригинального произведения. И в том числе без выплат вознаграждения». Суд принял позицию Первого канала и Продюсерского центра «Среда». Вынося решение, арбитраж сослался на нормы Гражданского кодекса РФ, согласно которым создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

ИЮЛЬ, 17
Михаил Кирцер
В Москве к сидячей забастовке в поддержку политзаключенной Таисии Осиповой присоединились активисты московской «Солидарности». Об этом сообщила пресс-служба партии «Другая Россия». Семеро протестующих вышли к Соловецкому камню на Лубянской площади. Однако там оппозиционеров уже дожидались сотрудники правоохранительных органов. Всех участников забастовки погрузили в автобус и отвезли в ОВД «Китай-город». Возле места проведения акции был задержан и журналист «Коммерсанта» Михаил Кирцер, но его вскоре отпустили.

ИЮЛЬ, 18
Евгений Фельдман
В сквере у Соловецкого камня в Москве задержан фотокорреспондент «Новой газеты» Евгений Фельдман. Об этом сообщил заместитель главного редактора издания Сергей Соколов. «У человека в руках находится соответствующее удостоверение, он представляется, а его задерживают», - рассказал Соколов. О причинах задержания не сообщается. Фельдман освещал проходящую у Соловецкого камня акцию в поддержку активистки «Другой России» Таисии Осиповой.

ИЮЛЬ, 18
«Новая газета»
Виктор Шендерович
Басманный суд Москвы обязал «Новую газету» и Виктора Шендеровича опровергнуть ранее распространенную ими информацию о причастности руководителя Росмолодежи Василия Якеменко к появлению в интернете роликов, на которых журналист Илья Яшин, бывший главред Русского Newsweek Михаил Фишман и публицист Дмитрий Орешкин предлагают взятки сотрудникам ГИБДД, как несоответствующую действительности. Тем самым суд удовлетворил иск руководителя Росмолодежи Василия Якеменко и руководителя «Православного корпуса движения «Наши» Бориса Якеменко о защите чести и достоинства, заявленного к «Новой газете» и Виктору Шендеровичу, сообщает пресс-служба движения. Кроме того, по информации пресс-службы, газете и Шендеровичу также предстоит выплатить соответственно по 50 000 рублей и 10 000 рублей в пользу В. Якеменко и Б. Якеменко. Ранее данный иск слушал Перовский суд Москвы, частично удовлетворив требования истцов. Затем судебная коллегия по гражданским делам отменила решение суда первой инстанции, вернув дело на пересмотр в Перовский суд в ином составе. Однако затем дело было передано в Басманный суд Москвы (см. монитор за апрель, июль, сентябрь, декабрь 2010 года).

ИЮЛЬ, 18
Радиостанция «Эхо Москвы»
Басманный суд Москвы отклонил совместные претензии главы Федерального агентства по делам молодежи Василия Якеменко и его брата, руководителя православного корпуса движения «Наши» Бориса Якеменко к радиостанции «Эхо Москвы». Поводом для иска стали высказывания Шендеровича в эфире «Эха Москвы». В частности, в них говорилось, что появление в Интернете компромата на оппозиционеров и общественных деятелей связано с братьями Якеменко (см. монитор за апрель, июль, сентябрь, декабрь 2010 года). 25 марта Виктор Шендерович заявил в эфире «Эха Москвы», что Василий Якеменко «принял участие в уголовщине».

ИЮЛЬ, 18
Светлана Алипова
В Белокалитвинском районе (Ростовская область) по протесту прокуратуры восстановлена в должности главный редактор «МУП «Редакция газеты «Перекресток». Об этом сообщает пресс-служба прокуратуры Ростовской области. Согласно сообщению, прокуратура провела проверку законности увольнения главного редактора главой администрации Белокалитвинского района Светланы Алиповой. Проверка показала, что трудовой договор с редактором газеты по распоряжению администрации Белокалитвинского района расторгнут в мае этого года. Основанием к этому явились результаты проверки, проведенной в феврале районной администрацией, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности газеты. Поскольку в силу закона дисциплинарное взыскание может применяться не позднее одного месяца, решение об увольнении, принятое по истечении 3 месяцев с момента обнаружения проступка является незаконным. В этой связи прокуратурой принесен протест на незаконное распоряжение главы администрации Белокалитвинского района об увольнении главного редактора. Протест прокуратуры удовлетворен. Уволенная восстановлена в прежней должности.

ИЮЛЬ, 18
ТРК «Иртяш»
В Озерске (Челябинская область) муниципальное предприятие «ТРК «Иртяш» прекратило вещание, все 60 сотрудников уволены. Как стало известно «URA.Ru», руководству СМИ не удалось договориться о реструктуризации задолженности или рассрочке платежей с главным кредитором - ООО «Уралпеленг». Главный редактор телекомпании Кирилл Зернов подтвердил «URA.Ru» факт закрытия «Иртяша», но не стал его комментировать. Как сообщалось ранее, в Озерске считают, что крах телекомпании произошел в результате коммерческого конфликта бывшего мэра Сергея Чернышова и его конкурентов. Они якобы делили кабельные сети, обслуживаемые «Уралпеленгом», которому администрация не платила целый год. В результате накопился долг в 27 млн рублей и «Уралпеленг» через суд признал «Иртяш» банкротом. В марте на ТРК «Иртяш» было введено конкурсное производство. До последнего времени его руководство было уверено, что телекомпания, выходящая в эфире телеканала ТНТ, продолжит вещание. И даже велись поиски нового собственника. Однако сохранить ее так и не удалось.

ИЮЛЬ, 18
Алексей Навальный
В Люблинский районный суд Москвы поступил иск о защите чести и достоинства к известному блогеру Алексею Навальному. Предприниматель Владлен Степанов требует взыскать с блогера 1 млн рублей, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу суда. По словам представителя суда, речь идет об опубликованной в блоге Навального информации, которую Степанов признал, как порочащую его честь, достоинство и деловую репутацию. Речь идет о публикации, посвященной делу о хищении более 5 млрд рублей из бюджета РФ и смерти консультанта фонда «Эрмитаж Кэпитал» Сергея Магнитского, одним из фигурантов которой стал Степанов.

ИЮЛЬ, 19
Газета «Томские новости»
Кировский районный суд Томска приступил к рассмотрению иска о защите чести, достоинства, деловой репутации директора СУ-13 Владимира Замощина к уполномоченному по правам человека в Томской области Нелли Кречетовой и газете «Томские новости». Предметом искового заявления Владимира Замощина является проект Нелли Кречетовой, цель которого омбудсмен сформулировала как составление своеобразного антирейтинга, то есть установление организаций либо конкретных людей, которые на территории Томской области допускают массовые нарушения прав человека. Газета «Томские новости» приняла предложение стать информационным партнером проекта и 20 мая опубликовала материал о деятельности СУ-13 и его директоре Владимире Замощине, которого уполномоченный по правам человека в Томской области предложила первым кандидатом антирейтинга. Директор СУ-13 посчитал, что его деятельность не привела к нарушению конституционных прав граждан, и обратился в Кировский районный суд.

ИЮЛЬ, 19
Евгения Гусева
Сотрудники столичного ОВД «Арбат» передали заявление фотокорреспондента газеты «Комсомольская правда» Евгении Гусевой с требованием возбудить уголовное дело в отношении певца Валерия Меладзе на рассмотрение в прокуратуру, сообщает «Интерфакс». «Нам отказано по двум статьям – «грабеж» и «побои», по третьей статье – «воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста»- заявление передано в прокуратуру», - сообщил адвокат журналистки Александр Добровинский. 8 июля в ОВД по району «Арбат» поступило заявление от Е. Гусевой, где она требует возбудить уголовное дело по трем статьям в отношении В. Меладзе. Об инциденте между Е. Гусевой и В. Меладзе стало известно 6 июля. По данным СМИ, певец, выходя из ресторана со свадьбы Яны Чуриковой и Дениса Лазарева, увидел, что его фотографирует Е. Гусева, после чего набросился на журналистку, толкнул ее, душил и пытался отобрать фотоаппарат. Певец представил в СМИ свою версию конфликта. По его мнению, Е. Гусева вела себя неадекватно, а он лишь попросил ее удалить сделанные фото. «Я выходил из ресторана и по собственному мнению выглядел плохо. Девушка сразу же начала громко кричать и убегать от меня в сторону проезжей части, где толпились ее коллеги», - цитирует В. Меладзе сайт Вести.Ru. По словам певца, он не знал, как реагировать на такое поведение. «Еще до того, как я к ней приблизился, она споткнулась и упала. Возможно, я не должен был идти вслед за ней, но в этом же нет ничего предосудительного», - сказал В. Меладзе.

ИЮЛЬ, 20
ИД «Курьер-Медиа»
Суд отклонил иски о защите чести и достоинства к «Петровскому курьеру» и «Санкт-Петербургскому курьеру» председателя петербургского отделения «Справедливой России» Оксаны Дмитриевой. По словам юриста Дмитриевой Ивана Пирогова, решение суда оспариваться не будет. Вместо этого к изданиям подадут новые иски, устранив претензии судьи, которые носят формальный характер. «Мы приняли решение не оспаривать решение. Лучше подать новые иски – это будет быстрее. Тем более, что замечания, по которым нам отказали в возбуждении дела, носят формальный характер», - отметил в комментариях Лениздат.Ру юрист Иван Пирогов. Напомним, председатель петербургского отделения «Справедливой России» Оксана Дмитриева подала два иска о защите чести и достоинства к издательскому дому «Курьер-Медиа». Как она утверждает, в изданиях «Петровский Курьер» и «Санкт-Петербургский Курьер» опубликовали заведомо клеветнические статьи о Дмитриевой. Политик уточнила, что речь идет о трех неподписанных материалах, перепечатанных «практически слово в слово» в обеих газетах.

ИЮЛЬ, 20
Телекомпания «Советская Кубань»
«Новая газета»
В Краснодаре состоялись общественные слушания по открытию терминала компании «Еврохим» в Туапсе и открытию мазутного терминала в Новороссийске. На слушаниях представители независимой общественности и прессы были избиты охраной. На входе в зал, где проходило мероприятие, были выставлены крепкие чоповцы. Формально внутрь пропускались заранее аккредитованные СМИ. Но, к примеру, аккредитованных журналистов телекомпании «Советская Кубань» выставили за дверь. Такая же судьба постигла целый ряд представителей общественности, чья позиция не совпадает с мнением краевой администрации. Чоповцами командовал начальник охраны туапсинского терминала «Еврохима» некто Серкуш, который закрывал руками телеобъективы, а затем дал (под видеозапись) прямое указание избить журналиста «Новой газеты». Серкушу не понравился как раз вопрос о запрете видеосъемки.

ИЮЛЬ, 20
Все СМИ
В Республике Татарстан за ходом операции по подъему со дна Волги теплохода «Булгария» следят десятки журналистов. Аккредитованные в России корреспонденты иностранных средств массовой информации обращают внимание на то обстоятельство, что лучшие возможности для работы близ места трагедии получают съемочные группы российских государственных телеканалов, а также жалуются на отсутствие детальной информации о ходе подводных и надводных работ. Корреспондент польского телеканала TVN Анджей Зауха, который провел несколько дней на берегу Куйбышевского водохранилища, поделился с Радио Свобода своими впечатлениями: «До позавчерашнего дня журналисты имели возможность работать на одной из барж на месте катастрофы, метрах в 100 от этих больших кранов. Но вечером в воскресенье всех оттуда попросили, мы сейчас на берегу. Утром 19 июля возможность подойти туда на специально выделенном катере имели только три российских государственных канала, только они могли снять общую картинку того, что происходит. Представитель штаба, замминистра транспорта РФ Виктор Олерский сказал несколько слов о том, что происходило, и это вся информация, которая у нас есть. Конечно, пресс-служба Татарстана что-то нам рассказывает, но, на самом деле, они тоже получают информацию от штаба, который работает на месте катастрофы.

ИЮЛЬ, 20, 21
Вся пресса
Прессу не пустят на заседания по делу о теракте в аэропорту «Домодедово», сообщает радио «Голос России» со ссылкой на пресс-службу Басманного суда Москвы. Закрыто для журналистов будет и рассмотрение ходатайства следствия о продлении ареста двум фигурантам дела – Исламу и Илезу Яндиевым, и оглашение приговора. О закрытии для СМИ заседаний по делу о взрыве в «Домодедово» ходатайствовали органы предварительного следствия, чтобы «обеспечить безопасность участников процесса», подчеркнули в пресс-службе суда. Напомним, теракт в «Домодедово» произошел 24 января 2011 года, погибли 37 человек, около 120 были госпитализированы. Кроме продления сроков ареста братьям Яндиевым, 21 июля будет решаться вопрос о дальнейшем содержании под стражей Ислама Евлоева – дальнего родственника «домодедовского» смертника и Башира Хамхоева – предполагаемого лидера банды из Сунженского района Ингушетии, сообщает агентство РАПСИ. Все это также будет происходить без журналистов в зале суда.

ИЮЛЬ, 21
Александр Кольцов
Отдел дознания УВД по Наро-Фоминскому району (Московская область) возбудил уголовное дело по статье 112 УК РФ («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью») в отношении сотрудника городской администрации, который два месяца назад напал на журналиста местной газеты «Нара-Новость» Александра Кольцова. Нападению предшествовала критическая публикация Кольцова по поводу обрушения в Наро-Фоминске пешеходного моста. После этого в редакцию позвонил Максим Помитун, курирующий деятельность городских СМИ. Чиновник резко высказался о статье Кольцова и пообещал журналисту «встречу и разговор». Обещанная встреча состоялась вечером 22 мая. После короткой словесной перепалки Помитун набросился на Кольцова и принялся его избивать. Журналист получил множественные ушибы и ссадины по всему телу, обширную гематому на лице, кроме того, у него было сильно рассечено веко. В результате избиения Александр был госпитализирован в Наро-Фоминскую районную больницу (см. монитор за май 2011 года). Выписавшись 6 июня, он еще долгое время находился на амбулаторном лечении. Однако последствия избиения оказались серьезными – журналист частично потерял зрение. А. Кольцов обратился в правоохранительные органы с соосвтетствующим заявлением, и по итогам проверки, проведенной Наро-Фоминским ГОМ, было возбуждено уголовное дело. Чиновнику теперь грозит наказание в виде трех лет лишения свободы.

ИЮЛЬ, 21
СМИ Курской области
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Курской области признало необоснованным отказ администрации Центрального округа Курска продлить срок аренды земельных участков для реализации печатной продукции, сообщили в ведомстве. С жалобой в УФАС на действия чиновников обратилось курское отделение «Союза предпринимателей» В антимонопольной службе сообщили, что земельные участки, ранее арендуемые предпринимателями, исключены из плана дислокации торговых мест на территории округа в 2011 году. «Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы», – заключили в УФАС. По результатам рассмотрения дела УФАС выдало администрации Центрального округа Курска предписание о пересмотре отказа в перезаключении договоров аренды.

ИЮЛЬ, 21
Журнал «Российский адвокат»
Председатель Центральной избирательной комиссии РФ Владимир Чурова имеет претензии к редакции журнала «Российский адвокат», в первом номере которого была напечатана корреспонденция «Одним росчерком пера...» Суть ее спора такова. Журнал изложил авторскую версию о том, что в Самаре местная миграционная служба создала искусственные в избирательной гонке помехи. В действующие паспорта четырёх претендентов на выборную должность мэра Самары она внесла не предусмотренные «Положением о паспорте гражданина Российской Федерации» отметки. И документы этих кандидатов стали не действительными. Началась длительная и изнурительная тяжба, но запас прочности у адмресурса оказался выше. Областная и городская избирательные комиссии сработали в угоду «заказчикам музыки». Автор корреспонденции опирался на проверенные сведения, привёл комментарий известного в Самарской области адвоката, участвовавшего в судебных разборках о выборах. Однако Чуров поддержал своих коллег, в претензии же к редакции привёл такие доводы. Претендентов на мэра Самары сняли с избирательной гонки по причине того, что в их подписных листах было сверхлимитное количество погрешностей. Однако предметный разговор об этом зашёл уже после того, как несостоявшиеся кандидаты сошли с дистанции. Словом, Владимир Чуров защитил честь пиджака, предав, на наш взгляд, истину. Хотя все официальные рупоры власти не уставали убеждать нас, что избирательная кампания в регионах России проходит без сучка и без задоринки.

ИЮЛЬ, 21
Константин
Пронякин
Ирина
Харитонова
ИД «Гранд Экспресс»
В производстве Центрального районного суда Хабаровска находится иск о защите чести и достоинства, предъявленный генерал-лейтенантом Юрием Хризманом к журналистам «ИД «Гранд Экспресс» Константину Пронякину и Ирине Харитоновой. Поводом для иска послужила публикация в номере от 13-20 апреля 2011 года городской еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс» (ИД «Гранд Экспресс») статьи Пронякина и Харитоновой «Полномочное древо Виктора Ишаева». Истец считает, что сведения, распространенные в этой статье, не соответствуют действительности, порочат его честь и достоинство, подрывают деловую репутацию. Эти сведения содержат утверждения о нарушении действующего законодательства, совершении неблаговидных поступков, неправильном, неэтичном поведении, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности. Истец просит суд обязать ответчиков напечатать опровержение и взыскать с них в качестве компенсации морального вреда 500 000 рублей.

ИЮЛЬ, 21
Константин
Пронякин
Ирина
Харитонова
Сайт «Дебри-ДВ»
В производстве Центрального районного суда Хабаровска находится иск о защите чести и достоинства, предъявленный генерал-майором милиции Вячеславом Барановым к редакции сайта «Дебри-ДВ», а также к журналистам Константину Пронякину и Ирине Харитоновой. Поводом для иска послужила публикация на сайте Дебри - ДВ статьи Пронякина и Харитоновой «Полномочное древо Виктора Ишаева», в которой, по мнению истца, содержатся сведения, которые не соответствуют действительности, порочат его честь и достоинство, подрывают деловую репутацию. Истец просит суд обязать ответчиков опровергнуть распространенные сведения и взыскать с них в качестве компенсации морального вреда 500 000 рублей.

ИЮЛЬ, 21
Константин
Пронякин
Ирина
Харитонова
Сайт «Дебри-ДВ»
В производстве Центрального районного суда Хабаровска находится иск о защите чести и достоинства, предъявленный генерал-полковником в отставке, бывшим командующий войсками ДВО Виктором Новожиловым к журналистам газеты «Хабаровский Экспресс» Константину Пронякину и Ирине Харитоновой. Поводом для иска послужила публикация на сайте Дебри - ДВ статьи Пронякина и Харитоновой «Полномочное древо Виктора Ишаева», в которой, по мнению истца, содержатся сведения, которые не соответствуют действительности, порочат его честь и достоинство, подрывают деловую репутацию. Истец просит суд обязать ответчиков опровергнуть распространенные сведения и взыскать с них в качестве компенсации морального вреда 500 000 рублей.

ИЮЛЬ, 21
Сергей Михайлов
На Алтае вынесли приговор по делу журналиста и депутата регионального госсобрания Сергея Михайлова, обвинявшегося в клевете на губернатора Республики Алтай Александра Бердникова и разжигании межнациональной розни (см. монитор за май, июль, сентябрь 2010 года). Горно-Алтайский городской суд признал журналиста виновным в клевете и оштрафовал его на 40 000 рублей, но освободил от ответственности за истечением срока давности. По статьям о возбуждении вражды и об оскорблении представителя власти С. Михайлов оправдан за отсутствием состава преступления. Также суд частично удовлетворил гражданский иск А. Бердникова и взыскал с журналиста 200 000 рублей в качестве компенсации морального вреда. Изначально губернатор просил суд взыскать с учредителя газеты 500 000 рублей. С. Михайлов, являющийся депутатом госсобрания республики Алтай, издает газету «Листок», которая позиционирует себя как единственное оппозиционное издание в регионе и активно критикует местное правительство. Журналист заявил, что намерен обжаловать приговор в высшей инстанции. Представитель гособвинения также высказал подобное намерение.

ИЮЛЬ, 21
Валерий Иванов
Алексей Сидоров
Следствие по убийствам редакторов «Тольяттинского обозрения» приостановлено. На пресс-конференции об итогах работы Следственного Управления Следственного Комитета РФ по Самарской области за 1-ое полугодие 2011 года руководитель ведомства Виталий Горсткин сообщил, что расследование уголовных дел, возбужденных по фактам убийств учредителя, первого главного редактора газеты «Тольяттинское обозрение», депутата ТГД Валерия Иванова и второго главреда издания Алексея Сидорова приостановлено. Что за долгие годы, в течение которых силовики тщетно пытаются найти убийц журналистов, происходило уже множество раз. «В настоящее время производство предварительного расследования по уголовным делам, возбужденным по факту убийств журналистов в городе Тольятти (Сидорова и Иванова) приостановлено, - цитирует Виталия Горсткина пресс-служба СУ СКР по Самарской области. - Однако оперативно - розыскные мероприятия по делам продолжаются».

ИЮЛЬ, 22
Газета «Кемерово»
Нина Останина
Депутат Госдумы от КПРФ Нина Останина обратилась с жалобой в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в связи с нарушением ее прав на справедливое судебное разбирательство судом первой инстанции и судом кассационной инстанции в Кемерово. В ЕСПЧ обращение в связи с неправосудными решениями «кузбасского правосудия», оценившего поругание репутации кемеровского губернатора в полтора миллиона рублей, принято. Заявительница сообщила, что ей в порядке искового производства 30 ноября 2009 года были предъявлены исковые требования со стороны администрации Кемеровской области, в том числе губернатора Амана Тулеева, Кемеровского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» и избирательной комиссии Кемеровской области о защите деловой репутации и компенсации морального вреда. Истцы утверждали, что заявительница, как автор статьи «Требуются новые подходы», опубликованной в городской газете «Кемерово 27 ноября 2009 года, которая является перепечаткой статьи «Требуются новые подходы», сообщила неограниченному кругу лиц через средства массовой информации порочащие их сведения, которые не соответствуют действительности. Истцы просили суд обязать заявителя, муниципальное автономное учреждение «Редакция газеты «Кемерово» опровергнуть данные сведения и взыскать с заявительницы в общей сумме 1 500 000 (полтора миллиона) рублей. Суд частично удовлетворил требования истцов, обязав заявительницу опровергнуть распространенные сведения, а также взыскав с нее компенсацию нематериального вреда, судебные расходы по оплате государственной пошлины и расходы по оплате судебной лингвистической экспертизы в общей сумме 486 145 рублей и пятьдесят копеек. Н. Останина обжаловала это решение, однако судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда оставила его в силе.

ИЮЛЬ, 22
ВГТРК
Владимир Соловьев
В производстве Савеловского суда Москвы находится дело по иску о защите чести, достоинства, деловой репутации, который был предъявлен Международной общественной организацией «Международный Центр Рерихов» к ФГУП «ВГТРК» и Владимиру Соловьеву. Сумма иска: 1 500 000 рублей. Иск связан с вышедшей 16 ноября 2010 года в эфире радиостанции «Вести ФМ» программой «Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт». В ней, по мнению истца, распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство Н. К. Рериха, его семьи, и деловую репутацию Центра. Истец просит обязать ответчика опровергнуть распространенные сведения, а также взыскать с Соловьева в качестве компенсации нематериального вреда 1 500 000 рублей.

ИЮЛЬ, 24
Юрий Сошин
Корреспондент АПН Юрий Сошин был задержан полицией в станице Преградная (Карачаево-Черкесская Республика), куда приехал с целью сделать репортаж о положении русскоязычного населения. Когда журналист фотографировал здание местного отделения полиции снаружи, местные стражи порядка, не представляясь и не объясняя причин задержания, затолкали его в патрульную машину и привезли в отделение. Юрий Сошин провел в отделении несколько часов, затем был отпущен на свободу. На вопрос о причинах задержания полицейские сообщили, что вовсе его не задерживали, а «пригласили зайти для ознакомления».

ИЮЛЬ, 25, 26
LiveJoirnal
Живой Журнал снова недоступен для пользователей. О сбоях в работе сервиса Газете.Ру сообщила PR-менеджер компании SUP, владеющей ЖЖ, Екатерина Пахомчик. «Мы сейчас разбираемся, пока комментариев никаких не дадим на этот момент», - сказала Пахомчик. Весной 2011 года LiveJoirnal не функционировал несколько дней из-за мощных DDoS-атак. Главными целями хакеров тогда специалисты называли блог «Новой газеты» и ЖЖ создателя антикоррупционного проекта «РосПил» Алексея Навального. По информации «Лаборатории Касперского», атаковались в первую очередь блоги с большим количеством посещений. Среди жертв DDoS-атак были, в частности, ЖЖ веб-дизайнера Артемия Лебедева, интернет-эксперта Антона Носика, писательницы Татьяны Толстой. А 26 июля утром сайт «Живой журнал» в очередной раз оказался недоступен для пользователей в результате DDoS-атак. Владельцы ресурса говорят, что причины сбоя пока непонятны. Екатерина Пахомчик заявила, что в причинах аварии разбираются. От прочих комментариев отказалась.

ИЮЛЬ, 25
Газета «Совершенно секретно»
Владелец нескольких британских изданий, российский предприниматель Александр Лебедев подал в Пресненский суд Москвы иск о защите чести, достоинства и репутации к газете «Совершенно секретно» за статью «Капиталист-скандалист». Кроме того, Лебедев потребовал 30 млн рублей компенсации вреда, сообщил пресс-секретарь бизнесмена Артем Артемов. «Мы подали иск в Пресненский суд. Публикация в газете «Совершенно секретно» огромная, в несколько полос. Грубо говоря, они (редакция газеты) собрали все, что только можно было собрать за 15 лет - все инсинуации, которые только были, вся клевета, все рассказы о том, что Лебедев организовывал слежку за бывшим генпрокурором (Юрием) Скуратовым, что были махинации с акциями «Ильюшин Финанс Ко», из-за чего пострадал авиационный завод. Все те глупости, по которым были суды», - рассказал Артемов.

ИЮЛЬ, 25
Газета «Твой день»
Савеловский суд Москвы признал несоответствующими действительности и порочащими честь бывшего мэра столицы Юрия Лужкова сведения, распространенные газетой «Твой день» по поводу якобы имеющегося у бывшего столичного градоначальника имущества в Абхазии. Суд частично удовлетворил иск Лужкова, обязав, помимо опровержения, собственника газеты - ОАО «Ньюс медиа» - компенсировать экс-мэру моральный ущерб в размере 20 000 рублей. Как заявил в суде представитель бывшего мэра Алексей Мельников, «у Лужкова старомодные представления о чести, он не приемлет «черного пиара». Комментируя решение судьи, Мельников выразил удовлетворение позицией суда. «Деньги для нас не главное, для нас главное правда», - сказал представитель Лужкова. В свою очередь юрист Наталья Янчук в ходе слушаний по иску заявила об отсутствии порочащих Лужкова сведений в оспариваемой публикации газеты «Твой день». «В статье нет указаний на коррупцию, то есть нет порочащего характера этих сведений», - пояснила она.

ИЮЛЬ, 25
Артемий Троицкий
Пятое дело против известного музыкального критика Артемия Троицкого суд рассмотрит 11 августа. С иском о защите чести и достоинства, ответчиком по которому выступает Троицкий, обратился глава благотворительного фонда «Федерация» Владимир Киселев. «Басманный суд 11 августа проведет предварительные слушания по гражданскому делу Киселев против Троицкого», - сообщила представитель суда, не уточнив сумму исковых претензий главы фонда «Федерация». Фонд «Федерация» «прославился» благотворительным концертом в Санкт-Петербурге в конце прошлого года. В марте 2011 года мать больной раком девочки Ольга Кузнецова опубликовала открытое письмо, заявив, что не получила обещанных денег (см. монитор за июнь 2011 года).

ИЮЛЬ, 25
Съемочная группа телекомпании «Волга»
В Нижнем Новгороде журналисты телекомпании «Волга» подверглись нападению со стороны военнослужащих, которые требовали у журналистов отдать видеокассету со снятым пожаром на территории военной части, говорится в распространенном сообщении телекомпании. «Все произошло в ночь с 22 на 23 июля. Съемочная группа программы «Экипаж. Хроника происшествий» прибыла на проспект Гагарина в Нижнем Новгороде по сообщению о крупном пожаре», - говорится в сообщении. Из пресс-релиза следует, что горел ангар на территории военной части, огонь мог перейти на расположенные в непосредственной близости жилые многоэтажные дома. Корреспонденты программы вели съемки с одного из них. «Вскоре к дому, где находились журналисты, прибежали трое солдат и сержант, которые схватили корреспондента и затащили ее на пятый этаж подъезда, где стали требовать отдать видеокассету и угрожать физической расправой ей и видеооператору», - отмечается в сообщении. При этом, по данным телекомпании, военнослужащие сослались на приказ изъять видеокассету. «В течение часа военнослужащие не выпускали журналистов из подъезда и только к приезду наряда полиции военнослужащие убежали в расположение военной части», - сказано в сообщении. Во Внутренних войсках (ВВ) МВД считают самовольными действия нижегородских журналистов при съемке пожара на территории режимной воинской части. «Самовольные действия журналистов не были согласованы ни с МЧС, ни тем более с дежурной службой этой воинской части. И, разумеется, эти действия вызвали обоснованную тревогу у должностных лиц дежурной службы, которые не знали, кто ведет съемку территории режимного объекта воинской части и с какой целью», - сообщил «Интерфаксу» руководитель пресс-службы ВВ МВД РФ полковник Василий Панченков. По его оценке, «речь идет о банальной нестыковке интересов». «Понятно стремление журналистов телекомпании «Волга» снять в буквальном смысле «горящий репортаж» из окна на пятом этаже как наиболее удобной точки съемки. Но журналисты не учли тот факт, что помимо этого, из окна как на ладони видна практически вся территория воинской части со всеми постройками и инфраструктурой. А ведь это режимный объект», - отметил Панченков.

ИЮЛЬ, 25
Константин Рожков
В ФЗГ обратился редактор газеты «Светлогорье» (Калининградская область) Константин Рожков. Он сообщил, что районный суд частично удовлетворил его иск о взыскании морального вреда - за незаконные действия милиционеров министерство финансов России обязано выплатить ему в качестве компенсации морального вреда 20 тысяч рублей, министерство финансов Калининградской области – столько же. Судебные разбирательства связаны с прошлогодним инцидентом, когда К. Рожкова незаконно задержали около дома Калининградского правительства за то, что в своей газете он опубликовал материал с критикой начальника отдела милиции Октябрьского района. Редактора обвинили в административном правонарушении, однако ему удалось доказать в суде свою невиновность, а позднее – обжаловать действия милиции (см. монитор за декабрь 2010 года). «Осталось привлечь виновных к уголовной ответственности. С 23 сентября прошлого года следственное управление волокитит моё заявление о преступлении. С помощью суда следственные органы отменили уже 3 незаконных постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Сейчас обжаловано четвёртое», - сообщил К. Рожков.

ИЮЛЬ, 25
Радиостанция «Джаз»
Радиостанция «Классик»
Радиостанции «Джаз» и «Классик» могут прекратить вещание. Вина, как утверждают в открытом письме первым лицам страны владельцы «Музыкального дома Арнольда и Елены Уваровой», лежит на руководстве ФГУП РТРС МРЦ «Останкино», в частности, – на генеральном директоре А. Романченко. «Радиовещание осуществляется посредством оборудования, которое отчасти находится непосредственно на территории радиостанции, другая же часть находится на арендуемой стойке на территории ФГУП РТРС МРЦ «Останкино». Оборудование уже давно подлежит замене, однако ФГУП РТРС МРЦ «Останкино» отказывается пускать на арендуемую стойку радиостанций специалистов для замены оборудования, не озвучивая причины своего отказа. Эта история длится с июля 2010 года, в это время старое оборудование начинает давать достаточно серьезные сбои, и по прогнозам специалистов, в ближайшее время приведет к полному отключению радиостанций», – утверждают Уваровы. На сегодняшний день Радио «Джаз» и Радио «Классик» являются одними из немногих московских радиостанций, которые ставят своей основной задачей продвижение культуры и музыкального искусства. Помимо этого, радиостанции принимают постоянное участие в благотворительности.

ИЮЛЬ, 25
Газета «Справедливая Россия. Алтайский край»
Более недели назад по почтовым ящикам жителей Барнаула был распространен 150-тысячный тираж газеты «Справедливая Россия. Алтайский край». Издание, сообщавшее о том, что оно отпечатано типографией ИД «Алтапресс», содержало все реквизиты настоящей газеты эсеров. Однако, газета была фальшивой - а опубликованные в ней материалы были составлены с явной целью опорочить эту партию. Подметная газета, однако, долго оставалась незамеченной - низкое качество ее контента привело к тому, что издание мало кто прочитал. Обеспокоенный штаб «черных пиарщиков», действующих под эгидой краевых властей и единороссов, даже задействовал пул платных комментаторов на ведущих региональных интрнет-площадках, попытавшихся привлечь общественной внимание к этой неудачной провокации. В аппарате партии «СР», однако, оказались осведомлены об акции провокаторов. «Разбираться в сложившейся ситуации должны правоохранительные органы, так как распространяемые газеты являются подложными средствами массовой информации, - прокомментировала ситуацию партийная пресс-служба. - Мы уверены, что наши избиратели сумеют отличить подделку. К нам поступают звонки от горожан, получивших лже-газету и заподозривших неладное. Люди откликаются на просьбы оставить свои адреса и телефоны, с тем, чтобы в случае необходимости подтвердить в правоохранительных органах, что подложная газета действительно распространялась. Мы привыкли к подобным поползновениям в нашу сторону политических конкурентов».

ИЮЛЬ, 26
Сайт Высшей квалификационной коллегии судей РФ
Официальный сайт высшей квалификационной коллегии судей РФ подвергся хакерской атаке. При попытке загрузить сайт vkks.ru появляется черный экран с надписью на английском языке: "Взломано анонимным хакером".

ИЮЛЬ, 26
Ксения Батанова
Экологоа и корреспондента телеканала «Дождь» не пропустили по береговой полосе и дороге общего пользования, а направили через горный перевал и ущелье, создав угрозу их жизни и безопасности. Вечером активистами «Экологической Вахты по Северному Кавказу», партии «Яблоко» и движения «Открытый берег» на территории курорта Геленджик (Краснодарский край) была проведена общественная экологическая инспекция в районе мыса Идокопас, где находятся объекты так называемого «дворца Путина». Вместе с ними была корреспондент телеканала «Дождь» Ксения Батанова. При проведении инспекции экологические активисты придерживались подчеркнуто мирной, бесконфликтной тактики. Её целью было смоделировать ситуацию, когда по территориям общедоступного пользования рядом с «дворцом Путина» пытаются пройти простые граждане. Путь им преградили больше десяти охранников ЧОП «Рубин» во главе с заместителем директора этого ЧОП, который не представился. Они категорически отказывались пропускать активистов и журналиста в район села Прасковеевка ни по береговой полосе, ни по дороге общего пользования Прасковеевка - Молоканова Щель, ни через лес. Вместо этого они предлагали вернуться в село Криница, что было заведомо невозможно в связи с отдаленностью этого населенного пункта, до которого было около 15 километров, и поздним временем. Однако после вызова «зелеными» милиции заместитель директора ЧОП неожиданно разрешил активистам идти через «лесной фонд», жестко запретив при этом пользоваться дорогами, которые, по его словам, также являются частной собственностью и «охраняемыми объектами», кроме того, на них «ведутся строительные работы».

ИЮЛЬ, 26
Ирина Гребнева
Газета «Арсеньевские вести»
Фрунзенский районный суд Владивостока отменил предупреждение, вынесенное газете «Арсеньевские вести» прокурором Фрунзенского района в апреле 2011 года. Оно было связано с публикацией пресс-релиза «Центр «Э»: угрозы и пытки», посвященного давлению правоохранителей на приморских активистов партии «Другая Россия». Публикация сопровождалась изображением, близким к нацистской символике, свастике, с девизом, в котором проводилась параллель между методами работы центра по борьбе с экстремизмом и гестапо. Прокуратура Владивостока назначила психолого-лингвистическую экспертизу, которая подтвердила, что и рисунок и девиз сходны с изображениями, использовавшимися в нацистской Германии. В результате в апреле 2011 года прокуратура Фрунзенского района Владивостока объявила предупреждение !Арсеньевским вестям» (см. монитор за март, апрель 2011 года). Однако Фрунзенский суд отменил и его. Назначенные судом специалисты-эксперты не нашли экстремизма ни в тексте, ни в карикатуре.

ИЮЛЬ, 26
Телекомпания «Авторское телевидение»
Налоговики потребовали обанкротить «Авторское телевидение». Федеральная налоговая служба подала в арбитражный суд Москвы иск к телекомпании «Авторское телевидение», в котором потребовала признать ее банкротом. Карточка дела размещена на официальном сайте суда. В связи с чем был подан иск, в карточке не уточняется. Также неизвестно, сколько задолжало «Авторское телевидение» налоговикам.

ИЮЛЬ, 26
Вячеслав Мартынов
В Анапе (Краснодарский край) неизвестные избили журналиста Вячеслава Мартынова. В 7.40 утра неизвестные зашли в подъезд, в котором живет Мартынов, и в тот момент, когда он спускался по лестнице, накинулись на него. Журналиста повалили на пол и начали бить ногами. От серьезных травм головы Мартынова уберегла папка с документами, которой он прикрылся. На крики вышли соседка и жена журналиста, которая вызвала полицию и «скорую». Не дождавшись оперативников, супруга Мартынова отвезла мужа в больницу, где ему оказали необходимую помощь. По словам Екатерины Мартыновой, в дежурной части ей сказали, что наряд прибудет в больницу. Но его так и не было. Только после того как супруги вернулись домой, к ним пришла полиция. Екатерина Мартынова полагает, что избиение ее мужа связано с его профессиональной деятельностью. Он работает в независимой газете «Анапа» корреспондентом. «Он пишет о том, что волнует людей, ряд его последних публикаций был посвящен фактам незаконной застройки Черноморского побережья и разбазариванию муниципального имущества», - пояснила Е. Мартынова, которая является редактором издания. Она также рассказала, что это нападение на Вячеслава не первое. «Однажды его уже избили на пороге редакции, а несколько лет назад поджигали дверь нашей квартиры. Тогда это произошло после Славиной публикации о торговле в детском парке спиртными напитками. Он успел сфотографировать машину с номерами, мы все передали в милицию, но злоумышленников так и не нашли. Теперь ситуация развивается по прежнему сценарию. Ведь если бы оперативники подъехали сразу после моего вызова, по горячим следам, возможно, смогли бы и задержать нападавших. Как выяснилось, их видели стоящие во дворе таксисты и девушка, входившая в это время в подъезд. Похоже, хулиганы убежали, потому что она их спугнула. Иначе травмы у мужа были бы куда серьезнее», - отмечает Мартынова. Новый начальник УВД Анапы Андрей Терехин рассказал журналистам, что сигнал о нападении на Мартынова поступил в дежурную часть в 7.40. Полицейский пообещал разобраться с тем, почему наряд прибыл на место происшествия с опозданием. По факту нападения на Вячеслава Мартынова возбуждено уголовное дело по статье 116 УК РФ («Нанесение легких телесных повреждений»).

ИЮЛЬ, 27
Газета «Анапа»
По сообщению «Российской газеты», в Анапе (Краснодарский край) пресс-секретарь городской администрации Вячеслав Вовк не смог пояснить, почему редакцию газеты «Анапа» в последнее время усиленно пытаются выселить из помещения, которое журналисты занимают почти 20 лет - со дня основания издания. В свое время это помещение в центре Анапы передали редакции в бессрочное хозяйственное ведение. Однако после публикаций журналиста Вячеслава Мартынова о весьма сомнительных сделках, заключенных чиновниками городского комитета имущественных отношений, у редакции начались проблемы. Сначала ее пытались выселить, теперь установили непомерную арендную плату. Редакционный сайт взломан. Кроме того, администрация города-курорта ввела негласный запрет на посещение журналистами «Анапы» совещаний, предлагая использовать для публикаций информацию, подготовленную городским управлением по взаимодействию со СМИ.

ИЮЛЬ, 27
Первый канал
Федеральный арбитражный суд Московского округа зарегистрировал кассационную жалобу ЗАО «Прома Продакшн», производителя телепередачи «Раньше всех» с участием актрисы Ольги Аросевой, на отказ во взыскании с ОАО «Первый канал» 3,572 млн. рублей. Арбитражный суд Москвы в феврале полностью отклонил иск. Апелляционный суд 26 мая подтвердил законность решения суда первой инстанции. Как заявила в суде первой инстанции представитель истца, Первый канал заключил с «Прома Продакшн» контракт на создание 22 развлекательных передач под названием «Раньше всех». В роли ведущей программы выступала Аросева, а ориентирована она была, прежде всего, на женщин. По словам истца, он полностью выполнил условия договора, а оплату получил лишь частично - за 10 программ, остальные 12 отснятых передач не вышли в эфир Первого. Представитель ответчика не согласился с этими доводами. По его словам, «программа планировалась на две недели утреннего эфирного времени будних дней, договор заключался на десять выпусков». Арбитраж Москвы в своем решении указал, что в деле «отсутствуют доказательства, свидетельствующие об оформлении лицензионного договора о закупке телепередачи в количестве 22 выпусков под условным названием «Софиты Лорен» (эфирное название – «Раньше всех»)».

ИЮЛЬ, 27
Газета «Ставропольский репортер»
Мэр Пятигорска (Ставропольский край) Лев Травнев подал в суд иск о защите чести и достоинства к журналистам, работающим в газете «Ставропольский репортер», опубликовавшей в серии статей «Льва в клетку» компромат на него. Как рассказал начальник правового отдела администрации города Дмитрий Маркарян, иск был подан в Промышленный районный суд Ставрополя. Кроме того, мэр обратился в полицию с требованием возбудить уголовное дело в отношении авторов статьи, но этот вопрос пока не решен. В упомянутом материале, в частности, фигурировали сведения о том, что в 1995 году Лев Травнев, не являясь еще главой администрации Пятигорска, был привлечен к уголовной ответственности. Следственный комитет Ставрополья и краевая прокуратура не нашли подтверждения компромату на Л. Травнева, опубликованному в газете «Ставропольский репортер».

ИЮЛЬ, 27
Сайт «Новой газеты»
Три месяца Следственный комитет России отказывается расследовать DDoS-атаки на сайт «Новой газеты», который был блокирован хакерами в начале апреля (см. монитор за апрель 2011 года). «При таком подходе правоохранительных органов нет гарантий от безнаказанных DDoS-атак, - подчеркивают правовые аналитики Межрегиональной правозащитной Ассоциации «АГОРА», представляющей интересы «Новой газеты» по этому делу. - Лишнее тому подтверждение - сегодняшнее заявление руководства «Живого Журнала» о новых DDoS-атаках, которые привели к сбоям в работе LiveJournal. Между тем, как напоминают правозащитники, ФСБ возбудила уголовное дело и даже успела предъявить обвинение по делу о DDoS-атаке на сайт агента «Аэрофлота»: «Когда речь идет об интересах бизнеса, а не о СМИ и гражданских сайтах, правоохранительные органы выступают гораздо активнее. Одна из причин импотенции российских силовиков при расследовании кибератак в отказе России ратифицировать Конвенцию Совета Европы о борьбе с киберпреступностью», - заявили в Ассоциации. Ответственность за неэффективное расследование дела о DDoS-атаке на сайт редакции правозащитники возлагают на Следственный комитет России, у которого по-прежнему лежит материал по «Новой газете». При этом следователям по первому требованию редакцией газеты были предоставлены все необходимые документы, которые были запрошены.

Напомним, заявление о преступлении с требованием возбудить уголовное дело по факту DDoS-атаки на свой сайт «Новая газета» направила в Следственный комитет еще 14 апреля 2011 года. В июне юристам Ассоциации АГОРА пришлось обратиться в Кузьминский районный суд Москвы с жалобой на Следственный комитет, чьи сотрудники отказались проводить полноценную проверку по факту DDoS-атаки на сайт издания.

ИЮЛЬ, 27
Журнал «Деловая среда»
Центральный районный суд Омска отказал в иске о защите чести и достоинства главному врачу поликлиники № 10 Татьяне Казанцевой. Суд признал правоту журнала «Деловая среда», опубликовавшего материал о нецелевом расходовании средств Фонда обязательного медстрахования главврачами омских горбольниц. Поводом к написанию материалов о деятельности руководителей муниципальных учреждений здравоохранения стали проверки, проведенные территориальным Фондом обязательного медицинского страхования. Ревизии показали, что некоторые главврачи потратили деньги ОМС не по прямому назначению. По словам первого заместителя исполнительного директора фонда Евгения Черепанова, за счет средств ОМС медики делали ремонт, оплачивали труд наемных рабочих, устанавливали пожарные сигнализации, покупали оргтехнику и вывозили мусор с территории больниц. Некоторые даже приобретали себе в кабинеты дорогую мебель и ковры. Аналогичные нарушения выявлены и в поликлинике, возглавляемой Татьяной Казанцевой. Однако она сочла, что журналисты обвинили ее в воровстве и опорочили ее достоинство и деловую репутацию. В исковом заявлении главный врач просила суд взыскать с ТФ ОМС и правительства Омской области (учредитель издания) по 50 000 рублей за причиненный ей моральный вред, а также требовала написать опровержение.

ИЮЛЬ, 28
Сайт Life News
Анна Чапман подала в Савеловский суд Москвы иск на 10 миллионов рублей к компании News Media, которая издает газеты «Жизнь» и «Твой день», владеет сайтом Life News и другими порталами. Именно в такую сумму Чапман оценила моральный вред за публикацию видеозаписи с ее изображением. Она также потребовала запретить News Media использовать видео. Анна Чапман в июле 2010 года была депортирована из США после того, как признала свою вину в тайной работе на Службу внешней разведки России. В Москве она устроилась на работу советником президента Фондсервисбанка, а позднее стала членом общественного совета «Молодой гвардии «Единой России».

ИЮЛЬ, 28
Радио «Эхо Петербурга»
В производстве Смольнинского районного суде Санкт-Петербурга находится дело по иску о защите чести и достоинства бывшего министра труда и социального развития Оксаны Дмитриевой против депутата Виталия Милонова. Поводом для иска стало высказывание Милонова в эфире «Эха Петербурга». В передаче «Радиоприемная» Виталий Милонов, которого прозвали рупором Матвиенко, раскритиковал деятельность Оксаны Дмитриевой. Милонов заявил, что именно Оксана Дмитриева в ответе за долги бюджетникам и пенсионерам. Дмитриева рассердилась и потребовала опровержения.

ИЮЛЬ, 28
«Новгородское областное телевидение»
Антимонопольщики обязали «Новгородское областное телевидение» выплатить штраф в размере 100 тысяч рублей за использование двусмысленного сравнения с козлом в рекламе. Об этом сообщается на сайте Новгородского УФАС. Слушание дела прошло 28 июля. Штраф был назначен в минимальном размере. В начале июля Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении Новгородского телевидения по факту нарушения рекламного законодательства. Один из жителей города пожаловался, что в Новгороде распространялись оскорбительные, как ему показалось, рекламные открытки с изображением козла и надписью: «Он не смотрит Новгородское телевидение. А ты?!». ФАС решил, что такая реклама является ненадлежащей, так как «формирует негативное отношение» ко всем жителям города, которые по каким-либо причинам не смотрят Новгородское телевидение. Как писал в своем блоге в декабре 2010 года генеральный директор Новгородского телевидения Александр Малькевич, открытки с изображением козла стали новым рекламным носителем компании. Они вышли 3-тысячным тиражом и были размещены на стендах в развлекательных и общественных учреждениях города.

ИЮЛЬ, 28
«Авторитетное радио»
«СТС-Прима»
«7 канала»
Визит главы российской полиции Рашида Нургалиева и его 1-го заместителя, бывшего начальника ГУВД Красноярского края Александра Горового ознаменовался скандалом. Журналистов «Авторитетного радио», «СТС-Прима» и «7 канала» без убедительной причины не пустили на открытое совещание с участием главы МВД Р. Нургалиева и его заместителя А. Горового. Основная цель визита - на месте посмотреть, как в Красноярском крае проходит реформа МВД и переаттестация сотрудников. В краевом управлении МВД сообщили, что освещать визит генералов позволено только государственным средствам массовой информации и одному красноярскому рейтинговому каналу. Однако, по нашим данным, частных телекомпаний было на совещании гораздо больше. И. о. директора информационного вещания «7 канала» Ксения Саргсян говорит, что все красноярцы вправе знать, как проходит реформа МВД: «Не совсем понятно это выборочное отношение к СМИ, потому что такой подход, словно этого журналиста люблю – ему дам, этого журналиста не люблю – нему не дам. Краевая полиция просто показала свое отношение к нашему телезрителю. Этот выборочный подход к СМИ непонятен в том плане, почему полиция решает за зрителя, что ему нужно знать, и кому нужно видеть, как освещается, как проходит одна из самых главнейших реформ страны на территории нашего края, а кому этого знать не надо. По большому счету, закон это разве позволяет?».

ИЮЛЬ, 28
Гарун Курбанов
В Махачкале убит начальник управления информационной политики и пресс-службы президента Дагестана Гарун Курбанов. Как установили следователи, приблизительно в 8.30 утра к Курбанову, когда тот вышел из своего частного дома на улице Манташева и направлялся к припаркованному неподалеку служебному автомобилю, подъехал серебристый ВАЗ-2114, откуда вышли двое неизвестных, один из которых открыл по чиновнику огонь из автомата. Расправившись с Курбановым, он расстрелял и его личного водителя – Исмаила Исмаилова (впоследствии на месте преступления следователи насчитали 32 гильзы калибра 5,45 мм.). От полученных ранений Курбанов и Исмаилов скончались на месте, а нападавшие скрылись. Объявленный милицией план «Перехват» и «Вулкан - 3» результата не принес. Следователи располагают не только показаниями свидетелей произошедшего, но и видеозаписями, так как место события оказалось в поле зрения шести видеокамер наблюдения. Возбуждено уголовное дело по статье 105 и статье 222 УК РФ («Убийство» и «Незаконное ношение, хранение оружия»). Через несколько часов после убийства Гаруна Курбанова президент Дагестана Магомедсалам Магомедов собрал оперативное совещание, на котором потребовал в кратчайшие сроки найти преступников. «Гарун Курбанов был одним из самых принципиальных и порядочных дагестанцев. Мы считаем, что убийство связанно с его служебной деятельностью, публичными выступлениями, отношением к экстремистам. Мы должны сделать соответствующие выводы. Прежде всего, это необходимо сделать органам внутренних дел», – сказал президент и добавил, что будет держать ход расследования уголовного дела на контроле. Глава Следственного управления СК РФ по Республике Дагестан Алексей Саврулин и министр внутренних дел республики Абдурашид Магомедов сообщили президенту о розыскных и следственных мероприятиях, а также согласились с главой республики во мнении, что Курбанов был убит в связи со служебной деятельностью и антиэкстремистскими высказываниями. Однако дагестанская пресса и местные эксперты рассматривают и другие возможные версии убийства. К примеру, «идеологическая» версия. Её суть заключается в том, что убийство произошло на второй день открывшегося в Дагестане крупного международного экономического форума, основная цель которого - показать зарубежным и российским инвесторам республику, как территорию, куда можно безопасно вкладывать деньги. Убийство Г. Курбанова эти планы рушит. Муссируется также и версия, связанная с ожидаемой реорганизацией в дагестанском правительстве. По некоторым сведениям, 28 июля глава Дагестана должен был подписать указ, согласно которому в одно ведомство будут объединены управление информационной политики и пресс-службы президента Дагестана, комитет по печати и массовым коммуникациям и другие, более мелкие структуры, так или иначе связанные со СМИ и информационной политикой. Ожидалось, что новую структуру, основной задачей которой являлось бы идеологическое противодействие экстремистам, возглавит Гарун Курбанов. Хотя, как говорят его знакомые, Курбанов собирался уйти от государственных дел и заняться интернет телевидением…

ИЮЛЬ, 29
Михаил Мандель
Известный в Омской области спортивный журналист Михаил Мандель, которого знают по голосу практически все ее жители (много лет он комментировал хоккейные матчи с участием ХК «Авангард») по неизвестным причинам отстранен от ведения телерадиопрограмм. Сначала была убрана из эфира популярная телевизионная передача «На трибуне с Михаилом Манделем», где болельщики в режиме он-лайн задавали ему вопросы. Ее закрытие вызвало шквал недоуменных звонков и писем телезрителей. Затем «омского Озерова» вытеснили из областного радио, где он вел еженедельные беседы с интересными людьми, не только из мира спорта, и ежедневно в утреннем блоке новостей сообщал о последних спортивных событиях. В интервью газете «Коммерческие вести» М. Мандель связывает происходящее с ним с двумя обстоятельствами – сменой руководства в государственной телерадиокомпании «Иртыш», а также с тем, что он возглавил в ней профсоюзную организацию, в которой состоят 67 сотрудников. «После этого меня и начали прессовать», - сообщает журналист. Прежний руководитель профсоюза, по его словам, таковым был лишь номинально, инициативы по отстаиванию прав коллектива перед начальством не проявлял, «поэтому люди и уговорили меня, как опытного работника, стать председателем, и я им не смог отказать». «Сейчас, - рассказывает Михаил Мандель – я, как и прежде, делаю программу «Вести-спорт Омск» на «России-2», но фактически я записываю лишь подводки, поскольку выезжать на соревнования мне не дают: за моим рабочим графиком устроили постоянную слежку. Я должен с 9.00 до 18.00 сидеть в кабинете. Фактически мне запрещают работать: ведь если я не буду посещать соревнования, общаться со спортсменами, то потеряю квалификацию. Дошло до того, что в течение всего дня фотографируют мое рабочее место. Лишив меня работы, отслеживают каждый мой шаг, контролируют, чем я занимаюсь». Журналисты ГТРК «Иртыш» обратились в областную Федерацию профсоюзов, к уполномоченному по правам человека в Омской области Василию Пронникову, к депутату Государственной думы Олегу Смолину с просьбой защитить Михаила Манделя от административного произвола. В ближайшее время такое обращение будет направлено и к генеральному директору ВГТРК Олегу Добродееву.

ИЮЛЬ, 29
Съемочная группа программы «Вести 24»
По сообщению телеканала «Россия», съемочная группа программы «Вести 24» не была допущена охраной на полигон бытовых отходов, который расположен под Домодедово (Московская область)

ИЮЛЬ, 29
Информационное агентство «Живая Кубань»
История со скандальными фотографиями сына вице-губернатора Кубани Громыко-младшего, запечатленного в форме офицера СС, обернулась судебными тяжбами в отношении редакции информационного агентства «Живая Кубань» (Краснодар). Судебный иск, поступивший в Советский районный суд Краснодара, инициирован прокуратурой Карасунского административного округа в «интересах неопределенного круга лиц». Представители прокуратуры добиваются того, чтобы фотографии с Громыко-младшим в форме офицера СС исчезли со страниц портала «Живая Кубань». Перед этим, 18 мая 2011 года, «Живая Кубань» получила представление прокуратуры Карасунского округа с требованием привлечь к дисциплинарной ответственности виновных в публикации на Интернет-портале «Живая Кубань» злосчастных фотографий (см. монитор за май 2011 года). В ответном письме главный редактор ИА «Живая Кубань» Нина Шилоносова попросила прокуратуру Карсасунского округа отозвать свое представление, поскольку, по мнению редакции, «представление вынесено без достаточного изучения фактических обстоятельств и не основано на действующем законодательстве». Первое судебное разбирательство, состоявшееся в Советском суде Краснодара под председательством судьи Элеоноры Платоновой, закончилось переносом рассмотрения дела на неопределенный срок. В ходе судебного заседания представитель прокуратуры уточнил исковые требования - ИА «Живая Кубань» инкриминируется «демонстрация фашистского форменного обмундирования».

ИЮЛЬ, 29
Газета «Жизнь»
Мосгорсуд оставил без движения иск композитора и певца Юрия Антонова к еженедельнику «Жизнь», в котором он требовал взыскать с издания 1,6 миллиона рублей. Это уже вторая инстанция, в которую обращается Антонов: ранее он проиграл «Жизни» в Савеловском суде Москвы. Антонову не понравилась заметка, опубликованная в самарском выпуске «Жизни» в начале апреля 2009 года. В ней говорилось, что Антонов сначала потребовал гонорар за свой концерт в Самаре 1,2 миллиона рублей, но потом, когда узнал, что на концерте будет аншлаг, увеличил требования до 1,6 миллиона. Композитор считает, что эта информация нанесла ущерб его деловой репутации. В связи с чем Мосгорсуд не стал удовлетворять иск Антонова, не уточняется.

ИЮЛЬ, 29
Газета «Известия Калининграда»
В Калининграде сотрудники центра «Э» изъяли тираж газеты «Известия Калининграда» в 40 тысяч экземпляров. В этом номере газеты было опубликовано открытое письмо президенту с требованием отставки губернатора области Николая Цуканова. Тираж был арестован на выезде из типографии. По словам главного редактора газеты Олега Альтовского, беседовавший с ним в течение 3 с половиной часов сотрудник центра по борьбе с экстремизмом сказал, что тираж «вернут, когда уедет». В субботу, 30 июля, в Калининградской области ожидают визита президента Медведева. Напомним, что практика изъятия больших частей тиража, а тем более всего тиража целиком для проверки «на экстремизм» незаконна. Для такой проверки достаточно нескольких экземпляров.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни