Результаты мониторинга
16 Августа 2011 года

Мониторинг ФЗГ - июнь 2011

Случаи гибели журналистов – 1 (Анатолий Битков, главный редактор телеканала «Колыма плюс», Магадан).

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 3 (Денис Постольский, собкор ИА «Татар-информ», Хабаровск; Сергей Курихин, основатель медиа-холдинга «Взгляд», Саратов; Александра Шилова, видео-оператор ТВЦ, Москва).

Нападения на редакции – 1 (газета «Земля Вятская», Кировская область).

Попытки цензуры – 1 (телепередача «Большая семья», Москва).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 9 (Юрий Егоров, блогер, Казань; Людмила Болдырева, главный редактор и совладелец газеты «Тихоокеанская звезда», Хабаровск; Рустам Фахретдинов, независимый журналист, Тюмень; Людмила Мезенцева, редактор районной газеты «Сельская правда», Курганская область; Владислав Никитенко, газета «Амурский летописец», Благовещенск – 5 раз).

Увольнение редактора, журналиста – 7 (Валентина Матюхина, редактор газеты «Наша жизнь», Калининградская область; Светлана Алипова, редактор газеты «Перекресток», Ростовская область; Георгий Попов, главный редактор газеты «Вечерний Волгоград», Волгоград; Ольга Дубровина, редактор газеты «Степные известия», Самарская область; Елена Орлова, директор - главный редактор газеты «Искра», Пермский край; Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости, Москва; Людмила Мезенцева, редактор районной газеты «Сельская правда», Курганская область).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) – 8 (Татьяна Седых, главный редактор газеты «Моё побережье», Хабаровский край; Алексей Сохович, блогер, Екатеринбург; съемочная группа сайта «НеСекретно», Пермь; Абубакар Ризванов, руководитель дагестанского информационного агентства «Худа-Медиа», Махачкала; Дмитрий Жвания, главный редактор портала sensusnovus.ru, Санкт-Петербург; Наталья Романова, корреспондент РЕН-ТВ и Ахмет Мударисов, телеоператор РЕН-ТВ, оба – в Ульяновской области; Владимир Комиссаров, оператор телеканала «Дождь» и Александр Федоров, оператор телеканала Russian travel guide, оба - Москва)

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 9

на сумму 3 100 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 7

удовлетворено – 3

взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

220 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 44

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 2 (Амир Амиров, оператор телеканала Russia Today, Республика Северная Осетия; Владимир Гречанинов, независимый журналист, Москва).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 1 (бюллетень «Спасаем город», Краснодарский край).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 («Радио Рокс», Санкт-Петербург).

Прекращение выхода СМИ – 2 (региональное приложение к федеральной газете «Известия», Екатеринбург; журнал «Финанс», Москва).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 4 (газета «Версия», Ростовская область; газета «Ставропольский репортер», Ставропольский край; газета «Самарское обозрение», журнал «Дело», оба - Самара).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 2 (блог РИА Новости; сайт Хабаровского регионального отделения «Единой России»).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ().

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – ().

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - 3 (газета «Ярковости», Тюменская область, 2 раза; газета «Степные известия», Самарская область).

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 20

 

ИЮНЬ, 1
Валентина Матюхина
В Гвардейске (Калининградская область) суд восстановил в должности редактора местной газеты «Наша жизнь». Валентина Матюхина, руководившая изданием десять лет, узнала о том, что осталась без работы, будучи в законном отпуске. Глава района Иван Кавун назначил на ее место другого редактора, кстати, без согласования с учредителями печатного СМИ. Матюхина обратилась в суд, который вынес решение в ее пользу. Если администрация в течение десяти дней не будет оспаривать результат, редактор вскоре сможет приступить к своим обязанностям. В. Матюхина: «Нервотрепка, которая продолжалась в течение 2 месяцев, привела меня на больничную койку. Руководителем редакции являюсь я. А за моральный ущерб - за то, что я на больничной койке оказалась - еще присудили 10 тысяч рублей».

 

ИЮНЬ, 1
Абубакар Ризванов
На митинге, прошедшем у здания Аварского театра в Махачкале, задержан полицией руководитель дагестанского информационного агентства «Худа-Медиа» Абубакар Ризванов. Задержанный был доставлен в Советский РОВД. При этом сотрудники полиции отказались предъявить какие-либо документы и объяснить причины задержания. Через два часа А. Ризванова отпустили.

 

ИЮНЬ, 1
Герман Галкин
Владелец одного из челябинских сайтов журналист Герман Галкин обратился к уполномоченному по правам человека в Челябинской области. В 2003 году в отношении Галкина было совершено преступление - незаконное задержание и лишение свободы, совершенное сотрудниками милиции, которые против воли журналиста затащили его в свой автомобиль и увезли в мировой суд. До настоящего времени в отношении лиц, совершивших преступление в отношении Г. Галкина, не принято процессуальное решение в порядке статей 144 - 145 УПК РФ. Галкин также обжалует решение мирового судьи судебного участка № 7 Калининского района Челябинска и определение кассационной инстанции Челябинского областного суда, в результате которого он был осужден по 2 статье 129 УК РФ («Клевета») к одному году лишения свободы, с испытательным сроком в 6 месяцев. Данные решения вынесены незаконно, так как в соответствии с заключением специалистов экспериментальной лексикографии Института русского языка имени Виноградова РАН от 30 ноября 2004 года, он не мог являться автором статей, за которые был осужден (колонии (см. монитор за декабрь 2002 года, август, октябрь, ноябрь 2003 года). Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов обратился к прокурору области, чтобы в порядке надзора была проведена прокурорская проверка по вышеуказанным фактам, и в случае выявленного нарушения прав журналиста Галкина Г. Е. виновные лица были привлечены к ответственности. И вот в мае 2011 года постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено. Материалы переданы в Сосновский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета РФ по Челябинской области.

 

ИЮНЬ, 1
Пресса Южно-Сахалинска
Зловещей датой для большинства распространителей прессы Южно-Сахалинска (Сахалинская область) стало 1 июня 2011 года. Как их известил в своих письмах департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью (ДАГУН), к этому времени распространители должны демонтировать свои киоски на центральных улицах города, а на окраинах - заменить на другие, навязанные ДАГУНом. Для предпринимателя, работающего с прессой, замена киоска стоимостью более 1 миллиона рублей - сумма неподъемная. Новые киоски не только дорогие, но и менее приспособленные для продажи газет и журналов, чем существующие сегодня конструкции. Кроме того, даже если владелец киоска его поменяет, не факт, что ДАГУН с ним продлит аренду земельного участка. Почему-то договор аренды, заключенный для киосков «Пресса» до 28 марта 2012 года, департамент счел недействительным. Ситуация с наступлением на распространителей прессы в городе постоянно накаляется. На этот раз - накануне важнейших политических событий в жизни страны - выборов в Госдуму и выборов президента России, в которых, казалось бы, прессе должна отводиться важная роль. По мнению распространителей, действия ДАГУНа, ограничивающего право граждан на свободный доступ к информации, противоречат Конституции РФ. Чиновники департамента совершенно не учитывают социальную значимость распространителей прессы, нарушают бесперебойное функционирование розничной сети прессы, вносят дисбаланс в хрупкое информационное поле Южно-Сахалинска. Город вообще значительно отстает от средних общероссийских стандартов по количеству киосков прессы на тысячу населения. В случае демонтажа киосков неизбежно последует разорение предпринимателей, торгующих прессой, на грани увольнения окажется значительная армия продавцов печатной продукции. Партнерство издателей и распространителей СМИ Сахалинской области, в которое входит 12 редакторов и предпринимателей, направило тревожные письма в три адреса: главам исполнительной и представительной властей Южно-Сахалинска Андрею Лобкину и Сергею Дмитриеву и собственному корреспонденту Фонда защиты гласности в ДФО Ольге Васильевой. Авторы призывают вмешаться в ситуацию и защитить предпринимателей, торгующих прессой, от произвола чиновников.

 

ИЮНЬ, 1
Интернет-издание Лента.Ру
В Москве редакция интернет-издания Лента.Ру эвакуирована из-за пожара. Как сообщает издание, возгорание возникло в бизнес-центре «Омега Плаза», в котором располагается редакция. Бизнес-центр расположен по адресу Ленинская слобода, дом 19. Пожару присвоен третий номер по пятибалльной шкале, его площадь уточняется. Возгорание возникло на четвертом этаже комплекса. С крыши здания валит густой дым. Эвакуация здания началась около 14 часов, к 15 часам возгорание было локализовано. Как сообщил источник в правоохранительных органах, в горящем здании могли оставаться люди. Как отмечает «Интерфакс», пожар произошел на следующий день после того, как страховая компания «ИСК Евро-полис» застраховала комплекс зданий бизнес-центра на сумму, превышающую 4 миллиарда рублей.

 

ИЮНЬ, 1
Газета «Золотое кольцо»
Любовь Новикова
В отделение милиции №1 УВД по Ярославлю обратилась директор ООО «Фирма «Единение» Л. Крайнова с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении Любови Новиковой, автора публикаций «Золотая рыбка реки Соти» и «Новоявленные хозяева Соти» в газете «Золотое кольцо». Публикации вызвали огромный резонанс в регионе, платная рыбалка на берегу «ничейной» реки собирала народ на митинги и акции протеста.

 

ИЮНЬ, 1
Газета «Золотое кольцо»
Газета «Северный край»
Проиграли в открытых конкурсах заказчиков мэрии и муниципалитета города Ярославля обе ярославские ежедневные газеты – «Золотое кольцо» и «Северный край». Конкурсная документация была разработана с минимальными требованиями к участникам, в результате победителем стала никому не известная газета «Ярославский край», выпуск которой осуществляет некое ООО «Логос», зарегистрированное в жилой квартире, видимо, по месту жительства учредителя. Выходить в качестве ежедневной газета только собирается, однако отследить это будет практически невозможно - это бесплатное издание, оно разбрасывается в ящики по городу, об области заказчикам придется и забыть. Победил «Логос» только ценой – всего 300 тысяч рублей. Правда, то, что выходить за такие деньги абсолютно нерентабельно при ежедневном тираже в 5000 экземпляров, очевидно. Газета «Ярославский край» была зарегистрирована всего год назад. Информацию об учредителе ООО Логос в мэрии разглашать отказались.

 

ИЮНЬ, 2
Блог РИА Новости
Сообщение ложной информации через поддельный блог агентства РИА Новости в сервисе Twitter может быть обычной хулиганской выходкой или желанием привлечь внимание к своей персоне, считают эксперты. По словам эксперта фонда «Новая Евразия» Екатерины Пархоменко, какие именно цели преследовали создатели поддельного блога РИА Новости в Twitter, сказать сложно. «Скорее всего, они хотели привлечь внимание публики к своей персоне», - сказала РИА Новости Пархоменко. «Поддельные аккаунты СМИ, с помощью которых публикуются недостоверные новости, чаще всего создаются для трех целей», - считает известный блогер Антон Коробков-Землянский. Во-первых, как утверждает блогер, владельцы таких аккаунтов могут действовать по чьему-то заказу, пытаясь отвлечь пользователей от важных событий. Например, такие ходы могут использовать коммерческие компании, которые ожидают каких-то негативных новостей о себе. И через вброс ложной и шокирующей информации о какой-то знаменитости пытаются уменьшить негативные последствия от реальных публикаций в СМИ. Во-вторых, авторы ложных новостей могут просто искать дешевой славы, как маньяки и убийцы, которые признавались, что шли на преступление ради того, чтобы попасть в новости. В-третьих, такие аккаунты могут использоваться для того, чтобы испортить репутацию СМИ.

 

ИЮНЬ, 2
Зоя Светова
Корреспонденту журнала The New Times Зое Световой запретили участие в пресс-конференции в офисе РИА «Новости» в Москве. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте журнала. Светова должна была выступить в качестве спикера на пресс-конференции «Амнистия для предпринимателей». Однако за час до мероприятия его организатору, главе общественной организации «Бизнес-солидарность» Яне Яковлевой сообщили, что участие Световой в пресс-конференции «нежелательно». «РИА «Новости» – государственное СМИ, а позиция журнала The New Times всем понятна, и его корреспондент не может выступать у нас на пресс-конференции, – так заявили мне», – цитирует The New Times Яну Яковлеву. В разговоре с Газетой.Ру Светова уточнила, что на пресс-конференцию ее приглашали в качестве члена общественно-наблюдательной комиссии по тюрьмам. Планировалось, что она расскажет о предпринимателях, которые попадают в места лишения свободы по экономическим статьям. Однако Светова специально попросила указать в программе пресс-конференции ее основное место работы из-за корпоративной этики. Между тем заместитель главного редактора РИА «Новости» Александр Бабинский сообщил, что удивлен выводами, с которыми выступили представители The New Times, и отверг обвинение в цензуре. Еще одним организатором пресс-конференции была депутат Госдумы Кира Лукьянова не исключено, что кто-то из ее окружения «не рекомендовал» включать в мероприятие З. Светову в качестве спикера на пресс-конференции.

 

ИЮНЬ, 3
«Озерск инфо»
Иван Железнов
Больше месяца назад к нам в редакцию «Озерск инфо» пришла курьер из Озёрского городского суда (Челябинская область), и журналисты узнали, что через сорок минут начнётся судебное заседание по иску Отдела внутренних дел по Озёрскому району к редакции. Гнев милиционеров (ныне – полицейских) вызвал материал «Пешеходы в опасности» от 18 марта этого года, в котором журналист Иван Железнов рассказал о том, что сразу после аварии на пешеходном переходе наконец-то появился знак. Судя по исковому заявлению, служителям правопорядка показался оскорбительным следующий текст: «На этом опасном пешеходном переходе 3 февраля произошло страшное ДТП: 23-летний Дмитрий М. на автомобиле «Мазда» сбил 33-летнюю Елену Аверьянову. После этого несчастного случая с левой стороны дороги появился знак пешеходного перехода (на правой стороне он был). Как нам пояснили в госавтоинспекции МВД России, отсутствие второго знака – это грубейшее нарушение норм ГОСТ, и ответственность за это должны нести местная ГИБДД и администрация. Естественно, наши «гаишники» знали это, поэтому быстро зашевелились и уже на следующий день поставили второй знак. Самое печальное, что на самом деле его даже не установили, а воткнули в сугроб на скорую руку. Эту халтуру вскрыла весна – снег подтаял, знак покосился и вот-вот упадёт. Но до этого, очевидно, сотрудникам ГИБДД нет никакого дела». Поскольку «физически» милиционеры не устанавливают знаки (этим занимается технический отдел ДРСУ), ОВД посчитал необходимым призвать редакцию к ответственности. При этом представители отдела не отрицают того факта, что именно ГИБДД осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции для обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно решению суда, редакции не придётся печатать текст извинения, который представители ОВД любезно написали. Суд вынес решение о том, что ответчики должны напечатать опровержение той части материала, из которой некоторые читатели могут сделать вывод о том, что именно «гаишники» механически устанавливают знаки в сугробы. Что мы и делаем в этом номере (см. стр. 2). В остальной части иска суд

 

ИЮНЬ, 3
Светлана Алипова
Когда глава администрации Белокалитвинского района (Ростовская область) Александр Овчаров пригласил к себе редактора газеты «Перекресток» Светлану Алипову, она подумала, что он хочет ее поздравить с победой газеты в Третьем национальном конкурсе информационного партнерства власти и общества, который проводил Совет Федерации. Но вместо этого глава района объявил редактору, что она уволена. Овчаров подписал распоряжение об увольнении, даже не издав приказ о досрочном расторжении контракта с редактором и одновременно директором Муниципального унитарного предприятия (МУП), издающего газету. Формальный повод – проверка финансово-хозяйственной деятельности МУПа, которая проходила в феврале и никаких серьезных нарушений не выявила. О том, что над редактором «Перекрестка» сгущаются тучи, было известно давно. Сначала председатель районного собрания депутатов Сидненкова высказала недовольство некоторыми статьями в «Перекрестке» и начала кампанию преследования газеты. Местному спикеру удалось добиться «выноса» печатной машины, принадлежащей редакции, из помещения, которое она занимала много лет. Что же касается главы администрации Овчарова, то он открыто высказывал недовольство районкой, в том числе и во время интервью, которое давал корреспонденту ФЗГ еще полгода назад. Тогда Овчаров был возмущен заметкой в «Перекрестке» о строительстве в одном из поселков спортплощадки, в которой, по его мнению, не была отражена роль районной администрации в этом эпохальном событии. Теперь Алипову обвинили в том, что она опубликовала репортаж с районного мероприятия с критическими замечаниями в адрес организаторов. А также в «коммунистической пропаганде» (в газете напечатано письмо читателей за шестью подписями и один из авторов оказался членом КПРФ). Кроме того, на первой полосе размещена реклама с цветной фотографией автомобиля, которой, по мнению местного начальства, на первой полосе не место. У «Перекрестка», действительно, много рекламодателей, это финансово успешное издание, работающее на самоокупаемости. Поэтому вместе с еще несколькими лучшими муниципальными изданиями Ростовской области эта газета должна была участвовать в пилотном проекте, цель которого – изменение состава учредителей. Из состава учредителей – участников пилотного проекта должны были выйти администрации городов и районов. Тем самым газеты получили бы самостоятельность. Но, увы, до этого светлого дня Светлана Алипова в должности главного редактора не доработала. К сожалению, ей не удалось избежать нервного срыва. Пока она находится на больничном, коллектив редакции на общем собрании выразил недоверие своему учредителю.

 

ИЮНЬ, 3
«НТВ-Плюс»
В Санкт-Петербурге завершено расследование и передано в суд уголовное дело против председателя правления ЖСК, причинившей свыше 3,1 млн руб. ущерба ОАО «НТВ-Плюс». Как сообщает пресс-служба городского следственного управления, женщину обвиняют в совершении преступления, предусмотренного статьей 146 УК РФ («Незаконное использование объектов авторского права и смежных прав»). По версии следствия, обвиняемая в период с июля 2006 года по июнь 2009 года незаконно организовала вещание телевизионных каналов «НТВ-Плюс Наше кино», «НТВ-Плюс Наш футбол», «Наше новое кино» в доме на ул. Долгоозерной.

 

МАЙ, 3
Издательский Дом «Крестьянин»
Ростовский областной суд рассмотрел жалобу Издательского дома «Крестьянин» на решение Мясниковского районного суда о закрытии типографии на 90 дней по рапорту пожарной инспекции. Как заявили в суде представители ИД «Крестьянин», пожарник явился в типографию на внеплановую проверку без санкции прокурора, необходимой в подобной ситуации. Ничего серьезного он при этом не выявил, однако судья Мясниковского районного суда Хаянян вынесла постановление о приостановке работы типографии на 90 дней (см. монитор за май 2011 года). До визита пожарника типографию посетили полицейские во главе с начальником районного ОВД Скляровым, заявившим, что есть сведения о том, что типография печатает «антисемитскую листовку». На самом деле «Крестьянин» в это время выполнял вполне легальный заказ кандидата в мэры города Шахты от КПРФ Ильина. За что, как написали в местных СМИ, саму типографию и «заказали». Заместителю директора типографии 12 мая звонил заместитель министра, начальник управления информации и печати Ростовской области О. Бессмертный, интересовался, печатается ли листовка Ильина. Через несколько минут генеральному директору ИД «Крестьянин» Ирине Самохиной позвонил политтехнолог Сергей Каминский, занимавшийся предвыборной кампанией кандидата на пост мэра от «Единой России», и предложил встретиться, чтобы обсудить некое «выгодное коммерческое предложение». Самохина встречаться отказалась. 17 мая типографию закрыли на 90 дней, судья Хаянян несколько раз переносила заседания по новому рассмотрению этого дела. Тогда «Крестьянин» обратился с жалобой на ее действия в областной суд. Скандал с закрытием типографии получил международный резонанс. К Президенту РФ Дмитрию Медведеву обратились с письмом президент Всемирной ассоциации газет и издателей (WAN) Гэвин О'Рейли и президент Всемирного форума редакторов (IFRA) Эрик Бьерагер, а также международная организация по защите свобод прессы «Репортеры без границ». 3 июня жалобу «Крестьянина» рассмотрел Ростовский областной суд. Судья Порутчиков изменил решение Мясниковского районного суда: наказание в виде закрытия типографии за якобы имевшие место нарушения правил противопожарной безопасности он заменил штрафом в 10 000 рублей. Типография возобновила работу.

 

ИЮНЬ, 3
Съемочная группа интернет-издания «Новый Фокус»
В ФЗГ поступила информация, что в Республике Хакасия съемочная группа интернет-издания «Новый Фокус» не была допущена к мосту через реку Абакан, который обрушился 6 апреля. Журналистам окольными путями удалось проникнуть к объекту и провести необходимые работы.

 

ИЮНЬ, 3
Татьяна Седых
В Ванино (Хабаровский край) была задержана главный редактор газеты «Моё побережье» Татьяна Седых. Ее задержали на крыльце здания администрации морского порта и предложили пройти к начальнику службы безопасности. Столкнувшись с редактором нос к носу в двери, капитан порта Ванино Н. Татаринов вдруг остановил ее грозным вопросом: «Зачем и к кому вы сюда идете?». Уже в кабинете капитан дал волю чувствам: «С какой целью вы написали, что совершенно свободно попали на судно? Что делали на режимной территории? И вообще проверьте, есть ли у нее документы (это уже подчиненному)…». А на мой вопрос «в чем дело» и вовсе распалился, напомнив «шпионский» бородатый скандал во Владивостоке с журналистом Пасько. Сегодня стало модным «находить» шпионов. Возможно, спецслужбам нужно хоть разок за десяток лет, но подтверждать, что свой хлеб они едят не зря? Этим вопросом я пошутила в ответ на высказывания капитана, но его уже было не остановить: «А зачем печатаете в газете позиции судов и где их берете?». Эта фраза свалила наповал. Пришлось напоминать: «Так ваша же служба уже лет шесть ежедневно присылает нам электронный вариант позиций! И печатает их не только наша газета. Вот только вы слишком поздно спохватились об «утечке информации». Такими «секретами» давно не интересуемся, потому что пока выйдет номер, информация устаревает, зачем же занимать место в газете». И как после такого не вспомнить банальное: и «охоту на ведьм», и что живешь в бывшей ванинской пересылке, и 37-й, когда решением тройки без суда и следствия... И доказывай потом, что ты не африканский шпион. Впрочем, в очередной раз убедилась, что совсем не партия власти упражняется в гонениях, а отдельные ее представители. Так какова же причина не обиды, так мести? «На фоне гама» - 30 марта 2011 года в газете « Мое побережье» вышел репортаж с места события. В порт Ванино из Японии пришло судно, на котором таможенники зарегистрировали превышение естественного радиационного фона в машинном отделении. Фонящие предметы замуровали в спецконтейнер, на судне провели дезактивацию. Т. Седых пришла на причал с целью задать вопрос: «Куда денут радиоактивные отходы?». И неожиданно сама для себя сделала открытие, насколько беспрепятственно можно попасть на судно, стоящее на карантине, да еще под иностранным флагом. У трапа не было ни вахтенного, никого. И она спокойно поднялась на капитанский мостик и в каюты, и при этом никто не спросил у нее документы. Это и вызвало негодование капитана порта. Пока неизвестно, как еще аукнется этот репортаж. В том числе и о том, что бороться с терроризмом нужно не только кампанейщиной (накануне в Ванинском районе на «положительно» прошли контртеррористические учения, в которых приняли участие 500 сотрудников УФСБ, УВД, МЧС и прочих ведомств). Впрочем, польза от него уже несомненная: посторонних журналистов теперь задерживают даже на крыльце административного здания. Вот каким стал уровень бдительности! Правда, все остальные проходят в это здание без проблем, так как в нем располагаются офисы сразу нескольких предприятий. К руководителю одного из них редактор и шла на вычитку интервью, пока ее не задержали. Зато после воспитательной «беседы» довели до двери нужного мне кабинета в сопровождении сотрудника службы безопасности.

 

ИЮНЬ, 4
СМИ Санкт-Петербурга
В Санкт-Петербурге прошел семинар, на котором представители судейского сообщества и журналисты обсуждали проблемы взаимодействия. Мероприятие было организовано Гильдией судебных репортеров, «Гражданским контролем» и Институтом региональном прессы. В нем участвовали действующие судьи, в том числе члены Совета судей, представители Судебного департамента при Верховном Суде РФ, помощники судей, отвечающие за работу со СМИ, руководство и члены Гильдии судебных репортеров, журналисты, представители правозащитных организаций. Среди тем, которые обсуждались на семинаре, большое внимание было уделено практике выполнения законодательства по публикации судебных решений. В частности, директор филиала Гильдии судебных репортеров в Санкт-Петербурге Павел Нетупский рассказал о случаях, когда деперсонификация при обнародовании судебных решений выполняется небрежно или выполняется «слишком тщательно» (убираются сведения, которые законодательство не требует скрывать). Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов не только рассказал о том, почему требуется гласность правосудия, но и объяснил, чем гласность отличается от свободы слова. Он привел примеры непростых взаимоотношений журналистов с судами, а также задался риторическим вопросом: может ли журналист быть «удобным» кому-либо? На семинаре были сообщены данные по аккредитации в обычном районном суде Санкт-Петербурга: по словам его председателя, интерес к ней редакции СМИ не проявили. Из этого выступающий сделал вывод, что аккредитация в рядовых судах не всегда и нужна, тем более, что в подавляющем большинстве судов нет проблем с допуском журналистов в судебное заседание (именно возможностью беспрепятственного допуска объясняли в свое время необходимость аккредитации представители судебных властей). аместитель начальника отдела по связям со СМИ Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ Оксана Мамыкина рассказала о недостаточном финансировании пресс-служб. В настоящее время, по ее словам, ставки пресс-секретарей не финансируются даже для областных и равных им судов! Эту должность районных и даже областных судах в основном занимают помощники председателей, выполняя обязанности пресс-секретарей, что называется, по совместительству. Это подтвердили и присутствовавшие на семинаре пресс-секретари. Но зато при поддержке судебной ветви власти выходят десятки СМИ по всей стране, в частности, журнал «Судья». На это журналисты, участвовавшие в семинаре, выразили сомнение в необходимости тратить бюджетные средства на такие корпоративные издания, в этичности подобных действий и в эффективности с точки зрения освещения реальных проблем при отправлении правосудия.

 

ИЮНЬ, 5
Сергей Заславчик
В Петропавловске-Камчатском по инициативе местного Управления ФСБ проводится проверка в отношении местного известного стилиста-парикмахера Сергея Заславчика, владельца одноименных рекламного журнала и сайта «Personnage». Крамолу нашли в размещенном на сайте изображении крысы с российским триколором на хвосте. И слоганом «Крысы должно уйти!». На сайте С. Заславчик перепечатывает с разных ресурсов заметки и статьи, критикующие власть. Одну публикацию про бабушку, которая вынуждена жить в гараже, он проиллюстрировал крысой с триколором. В этом материале и обнаружили признаки преступления, предусмотренного статьей 329 УК РФ («Надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ»), предусматривающее наказание в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

 

ИЮНЬ, 6
Все СМИ
Фотографы, представляющие крупнейшие информационные агентства, были возмущены условиями работы во время матча отборочного цикла Евро-2012 между сборными России и Армении, который прошел в Санкт-Петербурге. Многих из них не пустили на футбольную арену после начала второго тайма, сообщил шеф-фотограф санкт-петербургского бюро РИА Новости» Алексей Даничев. По его словам, 15 фотокоров, в том числе из международных информационных агентств, передав фоторепортажи по первому тайму матча из пресс-центра, не смогли выйти на поле стадиона «Петровский». Однако возмущение вызвал не только этот инцидент. «Этот матч вызвал большой интерес со стороны фотокорреспондентов. Однако условий для работы во время матча практически не было. Все поле было утыкано рекламными щитами, и мы были вынуждены ютиться на участке в 10 метров, - рассказал Даничев. – Фактически мы сидели на головах друг у друга».

 

ИЮНЬ, 6
Газета «Известия»
В Екатеринбурге больше не издается региональное приложение к федеральной газете «Известия». Эту информацию подтвердили в местной редакции, но от подробных комментариев отказались, рекомендовав обратиться за пояснениями в Москву. При этом «свернуть» выход уральской вкладки «Известий» действительно распорядились из столицы. Федеральное издание также временно прекратило выход из-за смены собственника. В московской редакции идет кардинальная смена команды.

 

ИЮНЬ, 6
«Новая газета»
Неизвестные угрожают убийством юристу правозащитной ассоциации «Агора» Ильнуру Шарапову, который представляет в суде интересы журналистки «Новой газеты» Елены Костюченко. Корреспондент подверглась нападению во время разогнанного гей-прайда в Москве. На прошлой неделе адвокат получил СМС-сообщение, в котором говорилось: «В аду вам всем гореть, садомиты и их приспешники!». После этого последовало сообщение с вопросом о национальности юриста. Позднее Шарапов получил по СМС еще две угрозы: «Ты мразь пойдешь дорогой Маркелова. Ходи оборачивайся» и "Гори в аду, п... вместе со своей клиенткой-лесбиянкой! Сдохнешь как Маркелов!». Определившийся номер мобильного телефона юрист сообщил сотрудникам ОВД «Басманное», куда обратился с требованием возбудить уголовное дело в связи с угрозами, поступившими в его адрес. Шарапов просит возбудить дело по части 2 статьи 119 УК РФ («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью по мотивам ненависти или вражды»). Параллельно «Агора», где работает юрист, попросила прокурора Москвы провести проверку по факту воспрепятствования ее законной деятельности, соединенного с угрозой применения насилия. В соответствии с законом, это один из видов экстремистской деятельности, отмечают правозащитники. Сам Ильнур Шарапов связывает угрозы убийством с его работой по представлению интересов специального корреспондента «Новой газеты» Елены Костюченко, которая участвовала в гей-параде в Москве. Девушку избил православный активист. Также Шарапов ведет «московские» дела ассоциации «Агора» по представлению интересов журналиста Газеты.Ru Александра Артемьева, которому милиционеры сломали руку, о ДТП с участием кортежа главы МВД Рашида Нургалиева, о DDoS-атаке на сайт «Новой газеты» и серию дел по защите ВИЧ-положительных пациентов.

 

ИЮНЬ, 6
«Российская газета»
Савеловский суд Москвы частично удовлетворил иск депутата Госдумы РФ Натальи Ермаковой, исключенной из партии «Единая Россия» ее Кемеровским региональным отделением, к «Российской газете», взыскав с издания 20 000 рублей. «Исковые требования Н. Ермаковой были удовлетворены. Суд обязал «Российскую газету» опровергнуть две оспариваемые статьи, а также взыскал с «Российской газеты» в качестве возмещения морального вреда 20 000 рублей и 20 000 рублей - с Николая Харитонова - директора одной из шахт», - сообщил адвокат депутата Алексей Мельников. Первоначально М. Ермакова просила взыскать с «Российской газеты» 1 миллион рублей. А. Мельников заявил, что попытается привлечь к ответственности всех распространителей оспариваемой информации за клевету. По его словам, этих людей насчитывается порядка двадцати. Поводом для иска, поданного 23 марта, стали статьи, опубликованные в «Российской газете» 13 и 21 октября прошлого года, под названием «Верните 80 млн, гражданка» и «Депутатство за шахтерский счет». По мнению адвоката Н. Ермаковой, в данных статьях содержится недостоверная информация о том, что депутат «присваивала денежные средства и что против нее возбуждено уголовное дело» (см. монитор за март 2011 года).

 

ИЮНЬ, 6
Алексей Сохович
Известный фотоблогер Алексей Сохович-Канаровский (sokhovich), признанный накануне «лучшим народным журналистом» на церемонии «Золотая акула», вновь попал в переплет из-за своего нового хобби – фотографирования торговых центров с целью доказать, что фотосъемка в них разрешена. Как сообщил «URA.Ru» сам блогер, все случилось днем, когда он в очередной раз отправился в один из екатеринбургских торговых центров. Как только он сделал пару снимков на камеру своего мобильного телефона, к нему подошел представитель охраны, который попросил прекратить съемку. Алексей попросил вызвать старшего. Начальник службы безопасности доложил руководству торгового центра, а то, в свою очередь, вызвало милицию. Пока стражи порядка ехали в молл, Соховича препроводили в комнату службы безопасности. «Там висела моя фотография. Охранники сказали, что это «ориентировка» на меня, полученная от руководства торгового центра, - рассказал фотограф. – К слову, этот сбор информации на меня – нарушение статьи 137 УК РФ («Нарушение неприкосновенности частной жизни»). Подоспевшие стражи порядка предложили Соховичу проехать с ними в отделение, на что тот ответил отказом, объяснив, что никаких оснований для его задержания нет. Тогда милиционеры предложили начальнику службы безопасности написать объяснительную, в которой пояснить, почему именно их вызвали. По всей видимости, объяснительная удовлетворила милиционеров и они приняли решение задержать Соховича. Его отвезли в отдел милиции №5 УВД по Екатеринбургу. «Меня удерживают уже два часа. Милиционеры предлагают мне писать заявление на незаконное задержание, чем я и собираюсь заняться, как только приедем в отделение», - рассказал блогер. Отметим, что это не первый опыт фотоблогера по общению с охраной разных торговых центров. До этого со своей «миссией» Сохович побывал в ТЦ «Успенский» (после разбирательств в магазине разрешили фотографировать без ограничений). После этого он фотографировал «Купец» (охрана выдворила фотографа из магазина) и «Стокманн», где фотографу также попытались запретить снимать.

 

ИЮНЬ, 6
Газета «Земля Вятская»
В ночь на 6 июня была ограблена редакция газеты «Земля Вятская» (город Котельнич, Кировская область). Воры проникли в помещение через дверь черного хода и унесли два компьютера. Ущерб составил около 50 тысяч рублей. Очень странно, но воров заинтересовали только системные блоки и мониторы. На столе рядом лежали цифровой фотоаппарат и диктофон, которые остались не тронуты. Один из компьютеров был основным и использовался при верстке газеты. В нем также хранились все сверстанные прошлые номера «Земли Вятской». Правда, буквально две недели назад сотрудники газеты сделали полную резервную копию всех важных данных. Исполняющий обязанности главного редактора газеты Александр Голованов не думает, что ограбление заказное и как-либо связано с деятельностью СМИ.

 

ИЮНЬ, 7
Газета «Известия»
Не успели остыть комментарии к очередной смене главного редактора «Известий», одной из старейших газет страны, и к заявлениям ее нового главреда Александра Малютина и издателя, гендиректора холдинга «Ньюс Медиа Рус» Арама Габрелянова о планах «несколько изменить формат» газеты, «сделать ее более деловой, более современной, продвинуть ее в смысле интернет-технологий», - как обещанные перемены грянули. В минувшие выходные редакция переехала из центра столицы, с Пушкинской площади, на 5-ю улицу Ямского поля. Впрочем, из всего журналистского коллектива, а это более двухсот человек, на новые рабочие места перебрались лишь 38 известинцев, получивших на то предложение нового руководства. 17 из них журналисты, 21 - работники административных и хозяйственных подразделений. Судьба остальных не ясна даже им самим, поскольку, как утверждают журналисты, коллективу объявлено решение о «прекращении выпуска издания силами прежней редакции». 60 процентов редакционных сотрудников теперь должны быть уволены. При этом, как и на каких условиях будет происходить увольнение, редакционному коллективу не известно. В этой ситуации известинцы разослали в СМИ открытое письмо, в котором делятся своими тревогами. Мы обратились к обеим сторонам конфликта с просьбой высказать мнение.

 

ИЮНЬ, 7
Интернет-газета «Взгляд»
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подал в суд на интернет-издание «Взгляд» и бизнесмена Михаила Дворковича, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-секретаря Преображенского суда Лалиту Дарчиеву. Глава РЖД требует от каждого ответчика опровержения порочащей его честь и достоинство информации, а также возмещения морального вреда в размере 200 000 рублей. Какой именно материал возмутил Якунина, пока не сообщается. Вероятно, речь идет о посте из блога Дворковича, который «Взгляд» опубликовал 16 марта 2011 года. В своей записи Дворкович обращается к патриарху Кириллу, называя Владимира Якунина человеком, который «способствует обнищанию страны». Бизнесмен считает, что Якунин недостоин привозить в Россию из Иерусалима частичку Благодатного огня (глава РЖД делает это ежегодно перед Пасхой).

 

ИЮНЬ, 7
Георгий Попов
Главный редактор газеты «Вечерний Волгоград» Георгий Попов, проработавший в данном издании около 10 лет, был уволен на днях за публикацию статьи руководителя Центра консервативных исследований Социологического факультета МГУ им. Ломоносова Александра Дугина, в которой автор позиционирует себя как сторонник Владимира Путина. Как стало известно корреспонденту портала «Евразия», данное решение руководство издания приняло под давление местного отделения партии «Единая России». «Он спас страну от разрушения, это его огромная-огромная заслуга, которая останется в истории», - пишет Дугин про Путина. При этом уволенный редактор выражает недоумение тем, что он был уволен за публикацию статьи сторонника Владимира Путина, коим, как известно, является Александр Дугин, и к числу которых также относит себя сам Георгий Попов.

 

ИЮНЬ, 7
Все СМИ
Президент РФ Дмитрий Медведев предложил исключить клевету и оскорбление из числа уголовно наказуемых деяний. Он подписал пакет поправок в Уголовный кодекс РФ, которые, в частности, предусматривают перевод дел по клевете и оскорблению в разряд административных правонарушений. То есть за «неправильные» слова теперь не будут преследовать в уголовном порядке, а вместо подписки о невыезде на время следствия и возможности получить полноценный тюремный срок журналистам предстоит расплачиваться рублем. Не сказать, что дела по статье 129 УК РФ («Клевета») и статье 130 УК РФ («Оскорбление») очень часто заканчиваются обвинительными приговорами, что они являются головной болью для журналистов. Однако нельзя не признать, что сам факт существования этих статей в Уголовном кодексе и возможность их применения против прессы влияет на ее сотрудников. А если дело возбуждено, то журналист уже не может чувствовать себя достаточно свободно, он вынужден все время иметь в виду возможные последствия и считаться с ними. Так что отмена уголовного наказания за слова не может не вызывать одобрения в журналистской среде. Тем более, что в большинстве цивилизованных стран достаточно давно за слово свободы не лишают. Отрадно, что настала и очередь России, тем более, что значительная часть дел за «клевету» и «оскорбление» вызывают большие сомнения в том, что виновные понесли заслуженное наказание, ведь часто упомянутые статьи использовались в качестве пугала для журналистов. Мы давно предлагали декриминализировать эти дела, и вот, наконец, власти дозрели. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Остается надеяться, что президентская инициатива будет поддержана Федеральным собранием РФ, и формальности не слишком затянутся.

 

ИЮНЬ, 8
СМИ Оренбургской области
В Оренбургской области буйный подсудимый превратил открытый процесс в закрытый, занимаясь членовредительством с использованием булавки. Он исцарапал себя до крови, после чего сотрудники суда попросили репортеров удалиться. Кровавая сцена разыгралась в зале заседаний Оренбургского областного суда, когда там слушалось дело Сергея Дунина, обвиняемого в зверском двойном убийстве своих родственников. Протестуя против присутствия журналистов, подсудимый порезал себя до крови, передает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу суда. «Перед началом заседания, на котором подсудимому Сергею Дунину должны были огласить приговор, в зал зашли представители прессы. Подсудимому это не понравилось, - пояснил сотрудник пресс-службы. - Выражая свой гнев, он порезал себе до крови руки и шею». Предполагается, что Дунин пустил себе кровь при помощи булавки. В зал заседаний сразу вызвали бригаду скорой помощи, и медики перевязали раны подсудимому. Однако служители Фемиды решили больше не раздражать смутьяна, склонного к кровавым спектаклям. «Суд начал заседание в обычном режиме, однако журналистов попросили удалиться», - прокомментировал курьезный инцидент представитель суда.

 

ИЮНЬ, 8
Олег Раевский
Газета «Ярковости»
В ФЗГ обратился Олег Раевский, учредитель, издатель, главный редактор газеты «Ярковости» (Ярково, Тюменская область). Он сообщил, что получил от Роскомнадзора и прокуратуры предупреждение и предостережение - они усмотрели нарушения ФЗ об экстремизме в статье, опубликованной этим изданием 25 ноября 2010 года. Материал назывался «Борьба с коррупцией затмила национальный вопрос, а он с неожиданной силой вспыхнул». В нем сообщалось о конфликтах на национальной почве, происходящих в районе. Кроме того, автор публикации призывал правоохранительные органы заняться этой проблемой. Однако сотрудники Роскомнадзора и прокуратуры пока ограничились лишь наказанием редактора.

 

ИЮНЬ, 8
Владислав Никитенко
Амурский областной суд признал журналиста Владислава Никитенко невиновным в клевете на заместителя председателя благовещенского городского суда. Это единственный журналист России, которого пять раз привлекали к уголовной ответственности по статье «Клевета» УК РФ за профессиональную деятельность и впоследствии четыре раза реабилитировали. Это уникальное дело было возбуждено по факту клеветы в отношении судьи по статье 298 УК РФ еще в 2003 года, а потом в том же году закрыто за отсутствием состава преступления. Затем его вновь возбудили по статье 297 УК РФ – («Неуважение к суду»), по странному совпадению именно после того, как Владислав потребовал возбудить дело на своих преследователей за привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновного. Дело вновь прекратили в 2004 году, и оно тихо «дремало» до ноября 2007-го, когда его вновь возбудили уже после окончания срока давности, и снова по странной случайности после того, как дважды оправданный потребовал извинений от прокуратуры… Дело многократно прекращалось за истечением срока давности, но это не устраивало Никитенко – он решил реабилитировать себя полностью. И вот 8 июня присяжные заседатели шестью голосами против шести вынесли оправдательный вердикт. Скандал не прекращался и после оправдательного вердикта. Владислав утверждает, что присяжные по этому знаковому делу были «любовно подобраны». А прокурор Светлана Сыч заявила, что якобы полученные оперативным путем данные свидетельствуют, что один из присяжных – близкий знакомый подсудимого. Сторона защиты тут же предложила вердикт отменить и возбудить уголовное дело по факту оказания давления на суд – Никитенко был готов вновь стать подсудимым или сделать подсудимыми некие другие стороны. Как бы то ни было, но оправдательный приговор был вынесен. Сам Владислав собирается его обжаловать в Верховном Суде – он считает, что в его действиях на данном этапе нет не только состава, но и события преступления. Прокуратура, скорее всего, обжаловать приговор не станет – закончились процессуальные сроки привлечения к уголовной ответственности. Владислав Никитенко за свою журналистскую карьеру был уже неоднократно судим. Впервые его осудили по статье 130 УК РФ за оскорбление бывшего губернатора Хабаровского края Белоногова в 2000 году, а в 2008 году президиум Амурского областного суда реабилитировал его, признав, что его действиях отсутствовал состав преступления. В том же 2008 году он был осужден по своей «любимой статье 298 УК РФ («Клевета в отношении судьи») к двум годам условно – интересно, что в том деле была та же потерпевшая - судья Е. Кузьмина. Тогда он отказался от суда присяжных и теперь признает, что сделал это опрометчиво – понадеявшись на Верховный Суд России. Теперь Владислав готовит документы в президиум ВС РФ с целью реабилитировать себя окончательно. Если у него получится, то он, скорее всего, будет единственным журналистом России, которого привлекали к уголовной ответственности за профессиональную деятельность и впоследствии реабилитировали пять раз! И естественно, он потребует компенсацию. Вот как он это объясняет. - Среди фундаментальных законов Мерфи и Тодда есть один самый фундаментальный: «Неважно, о чем говорят - речь всегда идет о деньгах». Меня начали судить, потому что я мешал власти пилить деньги – сейчас меня интересуют деньги. Деньги - это компенсация за газету «Амурский летописец», которая перестала выпускаться после возбуждения уголовного дела». У Владислава свой взгляд на либерализацию уголовного законодательства России. Он против того, чтобы статья 298 УК РФ («Клевета в отношении судьи») исчезла из уголовного законодательства: граждане должны иметь шанс оспорит неправосудные решения. Он полагает, что рассмотрение дел по клевете в отношении судей должно в обязательном порядке слушаться в областных и краевых судах – с возможностью выбора суда присяжных. И такая категория дел должна рассматриваться только за пределами субъекта федерации, в котором преступление (или «преступление») было совершено. Более того, судейский и чиновничий корпус стал бы чище, если бы все преступления против государственной власти и правосудия Российской Федерации в том числе, общественной безопасности и общественного порядка, а также большинство преступлений в сфере экономики рассматривались бы судами присяжных, причем так, чтобы любой подсудимый, носитель или бывший носитель государственного, выборного или судейского статуса не мог отказаться от рассмотрения дела именно с участием присяжных.

 

ИЮНЬ, 9
«Первая газета в Волгограде»
ООО «Редакция «Первая газета в Волгограде» нарушила в публикации права несовершеннолетнего на хранение в тайне его персональных данных. По сообщению прокурора Центрального района Волгограда Александра Расстрыгина, в настоящее время материал проверки направлен в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту нарушения неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ). К проверке были подключены и специалисты управления Роскомнадзора по Волгоградской области. По словам прокурора, на сайте газеты в сети Интернет была размещена статья под заголовком «Волгоградка Людмила Никитина обратилась к Павлу Астахову с просьбой вернуть внука». В статье были распространены персональные данные четырехлетнего внука Людмилы Никитиной, в том числе указаны имя, фамилия, адрес, возраст, размещена его фотография. В статье сообщалось, что ребенок рожден вне брака, а его отцом является «местный таджик-гастарбайтер». Кроме того, газета распространила и сведения об усыновлении мальчика семьей из села Кумылженского района. При этом ООО «Редакция «Первая газета в Волгограде» согласием матери ребенка на распространение сведений о нем не располагала. На основании постановления прокурора района мировым судьей на ООО «Редакция «Первая газета в Волгограде» наложено административное взыскание по ст. 13.11 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту нарушения неприкосновенности частной жизни.

 

ИЮНЬ, 9
Николай Аладьин
Газета «Звезда»
В феврале 2011 года МУП «Водоканал» (город Валуйки Белгородской области) подало иск о защите деловой репутации указанного предприятия. В качестве ответчика была названа редакция местной газеты «Звезда», в которой были опубликованы письма читателей, где содержалась критика качества услуг «Водоканала». Истец считал, что сведения, распространенные в публикациях «Зловонная проблема» и «Мелочи» не соответствуют действительности. В частности, он заявлял, что обсуждаемые в текстах читательских писем канализационные коммуникации не принадлежат «Водоканалу», и что предприятие не получает денег из городского бюджета на их содержание. Судебное разбирательство, происходившее в Арбитражном суде Белгородской области, получилось непростым. К нему в качестве третьих лиц были привлечены ОАО «РЖД», ОАО «Валуйский комбинат растительных масел» (владельцы коммуникаций, ставших предметом обсуждения в тексте), автор публикации журналист Николай Аладьин. В качестве свидетелей выступали жители Валуек, написавшие письмо в редакцию. В ходе судебного процесса суд, в частности, установил, что некоторые оспариваемые фразы из публикации относятся лично к руководителю «Водоканала» (хотя истцом является предприятие), другие – не являются утверждениями о факте или порочащими. Суд также обратил внимание на то, что обывателю (жителям, написавшим письмо в редакцию) было невозможно узнать о том, кто является действительным владельцем коммуникаций. Они строили свои предположения, исходя из информации на квитанциях об оплате услуг канализации, где в качестве поставщика услуг значился МУП «Водоканал». Суд предложил истцу воспользоваться правом на ответ в газете «Звезда» (что предполагает статья 46 закона РФ «О СМИ»), однако тот отказался, настаивая на своих судебных требованиях. В результате суд отказал истцу в требованиях, возложив на него судебные расходы.

 

ИЮНЬ, 9
Сергей Курихин
В Саратове совершено покушение на бизнесмена и депутата областной думы, основателя медиа-холдинга «Взгляд», издателя Сергея Курихина. Преступление было совершено около 23.00. Автомобиль, в котором находился С. Курехин, в районе городского парка был обстрелян из автомата. Предприниматель отделался царапиной на лице, а его охранник получил тяжелое ранение в голову. Как сообщает «Газета.Ру», по машине было выпущено более десятка пуль. Позднее правоохранители обнаружили пистолет-пулемет чеченского производства «Борс», и сумку с патронами. По факту нападения на депутата областное управление Следственного комитета возбудило уголовное дело по статье покушение на убийство двух и более человек. По словам руководителя управления СК по Саратовской области Николая Никитина, правоохранители ищут свидетелей. Возможно, интересная информация появится после просмотра видеозаписей, сделанных камерами наблюдения, установленными в окрестных особняках. Н. Никитин назвал версии, которые отрабатывают оперативники - покушение может быть связано с общественно-политической, либо коммерческой, либо издательской деятельностью Сергея Курихина, или в связи с личными неприязненными отношениями. Сразу после покушения Курихин заявил сотрудникам милиции, что у него отсутствуют подозрения на чей-либо счет. Тем временем руководство саратовского медиа-холдинга «Взгляд» выступило с заявлением по поводу покушения на Сергея Курихина. В нем, в частности, сказано: «Медиа-холдинг «Взгляд» не первый раз подвергается агрессивному давлению со стороны сил, которым неугодна принципиальная позиция наших изданий - газеты «Саратовский взгляд», информационного агентства «Взглядинфо» и интернет-телевидения». Кроме того, журналисты напомнили, что в 2008 году нападению подвергся первый главный редактор «Взгляда» Вадим Рогожин. Заказчики этого преступления до сих пор не найдены.

 

ИЮНЬ, 9
Юрий Егоров
Мировой суд судебного участка № 10 Советского района Казани вынес обвинительный приговор Юрию Егорову по уголовному делу о клевете в адрес бывшего Уполномоченного по правам человека в Татарстане Рашита Вагизова. Уволившийся по собственному желанию из аппарата Уполномоченного в 2007 году блогер приговорен к шести месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком в полгода за высказывания в интернете о деятельности Вагизова, в частности, сообщение о сомнительной, по его мнению, схеме распределения фонда заработной платы. Также суд постановил уничтожить компьютер Егорова как орудие преступления. Блогер не признал своей вины и заявил, что будет обжаловать обвинительный приговор. В прениях государственный обвинитель просил приговорить Ю. Егорова к году лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года. Согласно обвинительному заключению, Егоров, «распространяя заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство Вагизова и подрывающие его репутацию», сообщил на одном из форумов, что сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Татарстане «получали положенный им минимум ... в результате образовалась экономия фонда зарплаты от 400 до 600 тысяч рублей за год, которая выписывалась бухгалтеру и завхозу». Между тем, в материалах уголовного дела отражены 11 приказов с февраля по июль 2007 года о премировании старшего специалиста (бухгалтера) Людмилы Фазлиевой и заведующего хозяйством Мусы Зиятдинова на общую сумму 355 тысяч рублей. Таким образом, только за 10 дней июля 2007 года, согласно имеющимся в деле приказам, два сотрудника аппарата Уполномоченного по правам человека в Татарстане были премированы на 135 тысяч рублей. Что касается остальных приказов с февраля по июль, то оплаты по ним (еще 220 тысяч рублей Фазлиевой и Зиятдинову), согласно имеющимся в деле расходным кассовым ордерам и платежным ведомостям, были произведены также лишь в июле 2007 года. Допрошенный в суде бывший главный бухгалтер Рашита Вагизова - Гульшат Насибуллина сообщила суду, что лично Рашит Вагизов после ее прихода на работу предложил ей реализовывать схему, согласно которой она должна была оформлять на себя премии и отдавать их потом ему. По показаниям Насибуллиной, Вагизов говорил ей, что «и раньше так делали», что у него много расходов по командировкам, и он должен возить ученых, которым не может официально платить. Насибуллина сообщила суду, что после того, как она дважды отказалась от реализации такой схемы, Вагизов начал выживать ее с работы, а после увольнения инициировал в отношении нее уголовное преследование. Сам Рашит Вагизов сначала в суд приходить отказывался, даже прислал заявление о том, что он находится на лечении за территорией города, и попросил мирового судью рассмотреть уголовное дело в отношении бывшего подчиненного Юрия Егорова без его участия. Однако 15 апреля потерпевший Вагизов был допрошен. Он заявил, что никого не вынуждал увольняться, а вопросы премирования коллег обсуждались совместно. Однако, по словам адвоката Юрия Егорова Ирины Хруновой, с начала процесса до Вагизова успели выступить бывшие сотрудники аппарата, которые сообщили об обратном. После заявления Вагизова о том, что он назначал премии всем сотрудникам одинаково и каждому по заслугам, а также что согласовывал премии с казначейством, адвокат Хрунова задала два вопроса: «Почему одни сотрудники получали премию в 1,5 тысячи рублей, а другие в 100 тысяч, и какова была процедура согласования премии, чем можно подтвердить слова о казначействе?» Рашит Вагизов ответил, что разница премий, по всей видимости, объяснялась тем, что кто-то из сотрудников недоработал. Кроме того, одну из премий в 100 тысяч рублей получил завхоз, так как у него планировалась свадьба, и «решили выписать ему большую премию». Адвокат подсудимого не понимает, почему нагрузку за свадьбу сотрудника аппарата должен нести бюджет Татарстана. Что касается согласований премий, бывший Уполномоченный по правам человека в Татарстане заявил, что не помнит, с кем именно согласовывал эти вопросы, и все происходило устно, то есть документально подтвердить свои слова он не сможет. Адвокат отметила, что на ее вопросы экс-Уполномоченный отвечал нервно, громко выражал свое возмущение, сетовал, что его заставляют вспоминать моменты, которые были очень давно, уточнения называл «дешевыми трюками» и «инсинуациями», напоминал, что много лет проработал прокурором, участвовал в судебных заседаниях на стороне обвинения и поэтому «запутать его не удастся». Также Рашит Вагизов назвал слова блогера и своего бывшего подчиненного Юрия Егорова «сплошной клеветой». В чем конкретно выразилась в интернет-текстах Егорова клевета, Рашит Вагизов пояснить не смог, сославшись на то, что не помнит. Обвинительный приговор мирового суда будет обжалован в Советский районный суд Казани.

 

ИЮНЬ, 8
Олег Кашин
Александр Черных
Александр Воронов
Благотворительный фонд «Федерация» подал в суд на журналистов газеты «Коммерсантъ» Олега Кашина, Александра Черных и Александра Воронова. Об этом «Ленте.Ру» сообщил А. Черных. По его словам, дело касается статьи «Владимиру Путину испортили песню» от 9 марта 2011 года. «Фонд требует опровержения и миллион рублей», - рассказал журналист, сославшись на полученное от фонда письмо. Более подробные комментарии Черных давать не стал. В статье, о которой идет речь, описывалась деятельность фонда «Федерация», который в декабре 2010 года провел благотворительный вечер в Санкт-Петербурге. На состоявшемся в рамках вечера концерте выступил премьер-министр Владимир Путин, который сыграл на рояле, а также исполнил песню «Blueberry Hill». В мероприятии приняли участие Шэрон Стоун, Микки Рурк, Моника Белуччи, Венсан Кассель, Кевин Костнер, Курт Рассел, Ален Делон и Орнелла Мути. До концерта зарубежные звезды посетили детские онкологические отделения больниц Москвы и Санкт-Петербурга. Как было указано в статье, в начале марта мать одной из больных девочек, которую в рамках акции посещала Шэрон Стоун, обнародовала письмо, обвинив фонд «Федерация» в том, что он зарабатывает на больных детях. Женщина сообщила, что не получала никакой материальной помощи от фонда или от западных благотворителей. «Коммерсантъ» также отмечал, что у фонда нет собственного сайта и он не числится среди зарегистрированных некоммерческих организаций. В ответ на это письмо представители «Федерации» заявили о том, что они не собирали никаких денег. Фонд только передал участникам акции письма с просьбами больных детей, их родителей и больниц. Итогом стали три иска с требованием опровержения и компенсации морального вреда в 3 миллиона рублей (по 1 миллиону с каждого ответчика).

 

ИЮНЬ, 9
Съемочная группа сайта «НеСекретно»
В Перми задержана съемочная группа. Получив приглашение от обманутых вкладчиков, съемочная группа сайта «НеСекретно» (корреспонденты «Пермского обозревателя») приехала на встречу с ними и начальником ГУВД Юрием Валяевым в клуб УВД. Спокойно снимали встречу в течение часа. Генерал Валяев в самом начале поинтересовался, кто производит видеосъемку, ему ответили: «Пермский обозреватель». Валяев продолжил выступление, заявив, что дела по финансовым пирамидам у него на контроле, что он только приступил к исполнению обязанностей, поэтому пока вникает в суть происходящего... Так, особо ничего не пообещав, Валяев ушел. Не известно пока, имел ли он отношение к произошедшему после. А после выступали старшие следователи по всем уголовным делам, связанным с финасовыми пирамидами. Следователи неохотно отвечали на вопросы, заминались в своих выступлениях. На них обрушился шквал критики и негативных высказываний. Люди обвиняли следствие в затягивании сроков следствия, в том, что им никак не могут помочь, никого не могут наказать. Тогда заместитель начальника ГУВД Андрей Останин, которого явно смущало присутствие видеокамеры, снимающей всю эту критику, сказал: «Мы же не можем рассказать вам всего, здесь же камеры». Какая-то пожилая женщина сказала: «Давайте их выгоним». Другие возмутились: «А почему не можете? Пусть все знают». В результате г-н Останин нашел, как ему показалось, достойный выход - он потребовал у журналистов аккредитацию и документы. Никакой аккредитации на это мероприятие не требовалось. Поэтому задержание журналистов с формулировкой «не аккредитованы» считаем незаконным. Но Останину повезло. Документы у журналистов были в одежде, в машине. В результате корреспондентов «Пермского обозревателя» удерживали в коридоре, не пуская в зал и не выпуская из здания за документами, пока не приехал главный редактор газеты и не принес удостоверения. Считаем, что воспрепятствование деятельности журналистов - это не самое удачное начало работы начальника ГУВД по Пермскому краю. «Пермский обозреватель» обязательно сообщит о фактах удержания журналистов в Фонд защиты гласности и Союз журналистов РФ.

 

ИЮНЬ, 9
Наталья Романова
Ахмет Мударисов
Сергей Красильников
В Ульяновской области на территории бывшего военного городка была задержана съемочная группа телеканала РЕН-ТВ. У журналистов пытались отобрать видеокамеру и кассету, на которой были сняты так и не отремонтированные после взрывов 2009 года жилые дома. «Мы снимали разрушения, провалившиеся крыши, развороченные взрывом косяки, - рассказывают журналистка Наталья Романова и телеоператор Ахмет Мударисов. - Через полчаса к нам подошли военные, они не представились и сразу же стали требовать, чтобы мы выключили камеру, отдали запись. Главный из них, разговаривая с солдатами, приказал: «арестовать журналистов, как только они выйдут из машины». Нашей машине преградили путь, под колеса положили шипы и приказали нас не выпускать». Специальный корреспондент 73online.ru Сергей Красильников выехал на место инцидента и попытался разобраться в том, что скрывает руководство «Арсенала». На КПП ему преградили путь контролер и солдаты. Когда Красильников показал удостоверение журналиста, контролер по внутренней связи обратился к своему начальству: «Тут еще журналисты прорываются. Что делать?». На что было велено: «журналистов не пускать». В это время на территории военного городка проходила «спецоперация» по захвату «диверсантов» из съемочной группы федерального телеканала. Наталья Романова: «Толком ничего не объяснили. Сначала военные ссылались на то, что объект секретный, и здесь нельзя находиться без особого разрешения. (Хотя местные жители говорят, что с 15 марта этот военный городок объявлен открытым). Потом военные все-таки признали, что мы на самом деле мы находимся на открытой территории, а они просто хотят установить наши личности. В итоге, нас не выпускали больше двух часов, но записи мы им так и не отдали». Журналисты предполагают: такое скандальное поведение военных связано с тем, что бюджетные средства, выделенные на ремонт жилых домов после ЧП на 31 «Арсенале» в 2009 году, были потрачены неэффективно.

 

ИЮНЬ, 9
Газета «Степные известия»
Ольга Дубровина
Рейдерской атаке подверглась выходящая с 1930 года в селе Большая Глушица (Самарская область) газета «Степные известия». «Заказчиком» этой граничащей с преступлением акции выступил глава администрации района Александр Грибеник. Своим волевым решением, без обоснования причин, в нарушение действующего устава редакции и без согласования с её коллективом он издал два распоряжения: об увольнении редактора Ольги Дубровиной и о создании на базе «Степных известий» бюджетного учреждения «Информационный центр». И дело не обошлось только обменом «верительными грамотами». В редакцию в сопровождении сотрудников местной милиции явился заместитель главы районой администрации Николай Бобошко и пытался представить коллективу редакции только что назначенного руководителя Информцентра. В ответ журналисты газеты в количестве 12 человек заняли «круговую оборону». На требования незваных «гостей» покинуть редакцию, передать ключи от замков её дверей и освободить кабинет редактора от её личных вещей «обороняющиеся» ответили отказом. И обратились в местные прокуратуру и милицию в надежде найти там управу на «рейдеров», однако обе эти структуры остались глухи. В результате «боёв местного значения» выход в свет очередного номера «Степных известий» состоялся с большим опозданием. Весть о рейдерском налёте на редакцию «районки» быстро распространилась по селу. В редакцию стали звонить многочисленные читатели, возмущённые беспределом местной власти, и предлагать свои помощь и поддержку. Коллектив же редакции, в свою очередь, выступил с обращением к читателям. Газета также известила о происходящем правление и Большое жюри Самарской областной организации Союза журналистов России. В порядке защиты готовится заявление в Следственное управление Следственного Комитета РФ по Самарской области с требованием возбудить против Александра Грибеника уголовное преследование по признакам статей 144 УК РФ («Препятствование законной профессиональной деятельности журналистов») и статьи 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). О происходящих в сельской глубинке событиях стало известно и в администрации Самарской области. Правда, говорить о какой-либо реакции с её стороны рано. Ждут-с…

 

ИЮНЬ, 10
Газета «Красное знамя»
В Республике Коми газете «Красное знамя» грозит беспрецедентный для региональных СМИ штраф за нарушение законодательства о рекламе – 1,2 млн. руб. Как ожидается, такую санкцию применит к изданию Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по РК. Прошедшие в УФАС разбирательства связаны с тем, что в одном из январских номеров газеты был напечатан календарь, где на каждом месяце стояли логотипы какого-либо предприятия. При этом отсутствовала пометка «На правах рекламы». УФАС посчитало, что за каждый из двенадцати рекламных модулей «Красное знамя» должно быть оштрафовано на 100 тыс. руб. В сумме – 1,2 млн. руб. Решение по итогам разбирательств еще не объявлено. Руководитель антимонопольного агентства Наталия Гуревская была при подготовке этого номера недоступна для комментариев. У главного редактора «Красного знамени» Елены Шелест перспектива штрафа в подобном размере вызвала шок. «Да, мы признаем, что нарушили рекламное законодательство и в следующем после этой публикации номере газеты извинились перед читателями. Значок «На правах рекламы» первоначально стоял внизу полосы, но при печати в типографии нижняя часть этой полосы была подрезана, и он, получается, выпал. Но размер штрафа вызывает удивление. Я считаю, это слишком суровое наказание. У нас таких денег нет. 1 миллион 200 тысяч – это нужно будет закрывать газету», - сообщила Елена Шелест.

 

ИЮНЬ, 10
Сергй Курт-Аджиев
По решению Самарского областного суда Министерство финансов РФ перечислило бывшему главному редактору «Новой газеты в Самаре» Сергею Курт-Аджиеву компенсацию за незаконное уголовное преследование и обвинение в использовании нелицензионного программного обеспечения для выпуска издания. Об этом Сергей Курт-Аджиев сообщил в Межрегиональную правозащитную Ассоциацию «АГОРА», представлявшую его интересы на стадии следствия, в суде и при сопровождении иска. 17 марта судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, несмотря на кассационные жалобы Минфина и прокуратуры, оставила в силе решение Октябрьского районного суда о присуждении Курт-Аджиеву 450 тысяч рублей в качестве компенсации. В своих жалобах Минфин и прокуратура утверждали, что при назначении суммы суд не руководствовался принципом разумности и справедливости, а сам Курт-Аджиев как потерпевший якобы не доказал наличие морального вреда на почти полмиллиона рублей. Минфин просил снизить сумму компенсации, а прокурор Самары Рашид Бадалов заявил, что раз журналист под арестом не содержался, то компенсация несоразмерна нанесенному Курт-Аджиеву ущербу. Поэтому Бадалов просил суд назначить журналисту лишь 20 тысяч в качестве компенсации. «В конце прошлой недели после моего обращения к генпрокурору Юрию Чайке о том, что Рашид Бадалов не исполняет возложенные на него обязанности по принесению мне извинений, прокурор Самары прислал мне официальное извинение от имени государства за незаконное уголовное преследование. Наконец, соизволил извиниться, Чайка вынудил, - уверен Сергей Курт-Аджиев. 30 декабря 2009 года Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре России по Самарской области прекратило уголовное преследование в отношении журналиста «в связи с непричастностью Сергея Курт-Аджиева к совершению преступлений». Обыск в «Новой газете в Самаре» прошел 11 мая 2007 года, а 29 июля 2008 года журналист Сергей Курт-Аджиев был признан виновным в использовании нелицензионного программного обеспечения в редакции и приговорен к штрафу в 15 тысяч рублей. Курт-Аджиев обжаловал это решение суда в Октябрьский районный суд Самары, который в сентябре 2008 года отправил дело на повторную компьютерно-техническую судебную экспертизу в государственную Самарскую лабораторию судебной экспертизы. Рассмотрение дела возобновилось в феврале 2009 года. 25 марта 2009 года Октябрьский районный суд Самары постановил вернуть без рассмотрения уголовное дело по обвинению журналиста в прокуратуру для устранения выявленных в суде нарушений. С тех пор региональная прокуратура настойчиво требовала у Следственного комитета прекращения уголовного преследования Курт-Аджиева, однако СКП безрезультатно сопротивлялся. Дошло до изъятия компьютеров в государственной лаборатории судебных экспертиз, которая встала на сторону журналиста. Однако в итоге уголовное дело все-таки было прекращено (см. монитор за октябрь, ноябрь 2007 года, июль, сентябрь 2008 года, февраль – май 2009 года, январь, декабрь 2010 года, февраль, март 2011 года).

 

ИЮНЬ, 10
Вся пресса
В Нижнем Новгороде журналистов не пустили на саммит Россия – ЕС. «По решению высокого руководства, все заседание пройдет в закрытом режиме», - объявили журналистам, собравшимся в пресс-центре саммита Россия - ЕС, который проходит в Нижнем Новгороде. Одной из главных тем, как ожидается, станет запрет России на импорт овощей из Европы в связи с заражением опасным штаммом кишечной палочки. Также на саммите планируется обсудить сотрудничество в энергетике, перспективы отмены виз и проблемы международной безопасности. Об итогах дискуссий журналистам объявят президент России Дмитрий Медведев, председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу и председатель Европейского совета Херман ван Ромпей на специальной пресс-конференции.

 

ИЮНЬ, 11
Людмила Болдырева
В Хабаровске главный редактор и совладелец газеты «Тихоокеанская звезда» Людмила Болдырева обвиняется в клевете и оскорблении. Мировой судья И. Сытник усмотрела в действиях главного редактора признаки состава преступления, предусмотренных статьей 129 УК РФ и статьей 130 УК РФ. Частными обвинителями-потерпевшими по уголовному делу признаны родители убитого студента Дальневосточного университета путей сообщений Андрея Немцова. Убийство студента произошло в декабре 2007 года. В нем был обвинен, а затем осужден бывший начальник ДВЖД, 75-летний профессор ДВГУПС Анатолий Иванов. Он получил 6 лет заключения и отбывает наказание в колонии строгого режима. Но вот недавно прокурору Хабаровского края В. Каплунову поступило заявление пяти сотрудников Дальневосточного госуниверситета путей сообщения. Они просили организовать проверку новых обстоятельств по делу осужденного преподавателя Иванова. Оказалось, на кафедру университета пришел очевидец той давней драки, который долгое время не знал, что она закончилась смертельным исходом. Свидетель, будучи студентом-заочником, работал по вахтовому методу, и в день драки, покинув почти тотчас место происшествия, отбыл из Хабаровска. Возможно, он так бы и не узнал о громком резонансном деле, если бы не случайность – увиденный им телерепортаж с президиума краевого суда, на котором как раз рассматривалась надзорная жалоба. Не дождавшись, пока заявление нового очевидца будет тщательно проверено прокуратурой, Людмила Болдырева в апреле 2011 года в газете «Тихоокеанская звезда» опубликовала статью «Кому нужно дело зека Иванова», где высказала сомнения в справедливости вынесенного преподавателю приговора. Статья возмутила родителей погибшего студента. В своем заявлении о возбуждении уголовного дела они напоминали, что приговор суда прошел 3 инстанции, его рассматривали 9 судей и все единогласно признали Иванова виновным в убийстве студента. Госпожа Болдырева, по их мнению, не только умышленно искажает факты и, распространяя сведения клеветнического характера, тем самым наносит публичные оскорбления пострадавшим… Она дискредитирует в глазах общественности работу прокуратуры, следственных органов и судебной системы. И мотив для клеветы у автора, по мнению потерпевших, имеется. Еще в 2008 году, мать погибшего студента звонила главному редактору Болдыревой, высказывая свое возмущение ее статьями по поводу расследования этого дела. «Телефонное знакомство не носило доброжелательный характер…» Вот вам неприязнь, а значит, и месть… Фонд защиты гласности будет следить за ходом этого дела.

 

ИЮНЬ, 11
Елена Орлова
В начале июня директора - главного редактора лучшей в Пермском крае городской газеты «Искра» Елену Орлову пригласил владелец издания Сергей Морозов и вежливо предложил уволиться по собственному желанию… Елена Ильинична из редких в нашей профессии людей. Она не просто работала. Она жила в журналистике, как в особом мире. Именно поэтому за 11 лет руководства родной газетой сформировала великолепный коллектив единомышленников. Издание в небольшом городке Лысьва является самым популярным среди читателей. Трудно поверить, но при населении в городе и районе 82 тысячи жителей только подписной тираж «Искры» составляет 15,5 тысяч экземпляров. Каждый номер издающейся три раза в неделю местной газеты печатается на 24-28 полосах. При том, что в Пермском крае газета «Искра» стала самой высокодоходной, руководитель издания осталась пишущим журналистом. Из тех, кто принципиально не принимает никакого давления, руководствуется лишь собственным пониманием событий и собственной совестью. Орлова бесстрашно высказывалась на темы российской и местной политики, давала жесткие критические оценки действиям власти. Ее личная популярность в Лысьве многие годы была и остается выше авторитета любого чиновника. И в нашей журналистской среде Елена, по-дружески – Орлица, тоже является личностью далеко не ординарной. Больше двадцати лет она возглавляет клуб журналистского мастерства «Красная строка». А это сборы, серьезная профессиональная учеба каждые несколько месяцев. Именно Елена первой предложила местным изданиям создать свою систему фестивалей и конкурсов «Журналистская весна». Совсем недавно, в конце мая, прошел уже 14-й такой фестиваль. Эти трогательные встречи, занятия с участием преподавателей УрГУ и МГУ тоже все больше становятся школой свободомыслия и творчества. Рассказывать о Елене можно еще долго. Постоянно в эксперименте находился и коллектив «Искры». Редакция одна из первых в России акционировалась. Журналисты сначала сами стали совладельцами издания. Несколько лет эффективно работали. Но как-то сама Орлова мне сказала, что стали слишком много спорить и в, конце концов, решили свои доли продать «порядочному и успешному предпринимателю». Он, видимо, быстро оценил зыбкость издательского бизнеса и продал ООО «Искра» Сергею Морозову. Грозные тучи над головой Елены Орловой собирались довольно часто. То позиция главного редактора и газеты не нравилась местным властям, то бизнесменам. И сейчас остается только догадываться, кто был кукловодом в отстранении от работы легендарного редактора. Орлова приняла решение уйти добровольно, без скандала. Хотя слово «пенсионерка» больно ранило: она многие годы работала по 14 часов в сутки и ее энергии хватило бы еще на троих… Дело было не в возрасте. Зная о своей популярности, Орлица не захотела создавать и другую газету, какую-нибудь «новую» или «плюс». За ней ушел бы нынешний коллектив. Ее выбор направлен на сохранение ставшей родной за десятилетия «Искры» города Лысьва. Но вместе с главным редактором Еленой Орловой в журналистике Пермского края ушла и эпоха романтической веры в бесстрашную, честную журналистику. Ушла и слепая вера многих из нас, что только учрежденные частными владельцами СМИ являются основой демократической прессы. Частные владельцы в России тоже участвуют в грязных играх.

 

ИЮНЬ, 12
Газета «Версия»
По сообщению интернет-издания «Наша старая гвардия», в Сальске (Ростовская область) после появления статьи с заголовком «Засаленная власть» с критикой местных чиновников из розничной продажи был полностью изъят тираж газеты «Версия». Помимо изъятия тиража, жителям Сальска закрыли доступ к серверу газеты.

 

ИЮНЬ, 12
Денис Постольский
В Хабаровске в ночь на субботу избит журналист, собкор ИА «Татар-информ» на Дальнем Востоке и ведущий одной из местных радиостанций Денис Постольский. На молодого человека на центральной улице Муравьева-Амурского напала группа неизвестных. По словам спутницы журналиста, сначала Д. Постольского ударили по лицу, затем - по голове. В результате нападения журналист получил множественные ушибы и гематомы, сотрясение мозга. По словам Дениса Постольского, получить медицинскую помощь в Хабаровске ранним субботним утром оказалось непросто. Лишь спустя 4 часа молодому человеку удалось получить помощь в городской больнице №2. Тем временем в Хабаровске реализуется программа «Безопасный город». В соответствии с планами властей, в городе будет установлена сеть видеокамер, передающих информацию на мониторы дежурных служб в режиме реального времени. В краевом центре уже установлено более 200 милицейских камер наружного наблюдения, эффективность которых, однако, в данной ситуации вызывает сомнение.

 

ИЮНЬ, 13
Дмитрий Жвания
Утром на Московском вокзале в Санкт-Петербурге сотрудники полиции задержали известного петербургского журналиста, главного редактора портала sensusnovus.ru Дмитрия Жванию, который возвращался в Санкт-Петербург после участия в Московском международном книжном фестивале. На фестивале Дмитрий презентовал свою новую книгу о футбольных и хоккейных фанатах «Битва за сектор». «Когда я выходил из вагона, в него запрыгнул молодой человек в кожаной куртке, а на перроне стояли двое офицеров полиции в парадной форме, видимо, по случаю праздника, - рассказал Жвания. - Один из них крикнул: «Всем мужчинам приготовить документы!». В принципе я сразу понял, что это шоу в мою честь. Так как раньше мне звонили из милиции и предлагали встретиться. Я отказывался, говоря, что не понимаю причины, по которой я должен встречаться с работниками правоохранительных органов. Пусть суд примет решения, что я, допустим, неблагонадёжный. Они отвечали, что понимают меня, но, мол, служба, приказ. В этот раз мне было уже не отвертеться». Полицейские не скрывали, что «профилактическое» задержание связано со стартующим в северной столице 16 июня XV Петербургским международным экономическим форумом, отметил Жвания. Беседа с представителями правоохранительных органов в вокзальном отделе линейной милиции длилась около 30 минут, после чего журналиста отпустили.

 

ИЮНЬ, 14
Журнал «Финанс»
Журнал «Финанс» будет закрыт 1 июля. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на близкие к изданию источники. До конца месяца выйдет еще два номера журнала. О закрытии журнала сотрудникам «Финанса» объявили 14 июня. По словам генерального директора издательского дома «Актион-Медиа» Алексея Старикова, это связано с убытками издания. В самом «Финансе» эту информацию не подтверждают, но и не опровергают, предлагая дождаться официального пресс-релиза. Как ранее сообщалось, «Актион-Медиа», выпускающий «Финанс», с начала марта искал для издания нового инвестора. Основным претендентом на «Финанс» стал издательским дом «Бонниер Бизнес пресс». Сделку планировалось закрыть еще в конце мая, но переговоры продлились до начала июня. 10 июня стало известно, что «Бонниер Бизнес пресс» отказалась от покупки «Финанса» из-за его убыточности. Журнал «Финанс» выходит с марта 2003 года. Издание стало преемником газеты «Финансовая Россия», которая издавалась с 1996 года. Еженедельный «Финанс» на российском рынке конкурировал с ежемесячным журналом Forbes, составляя собственные рейтинги самых богатых россиян, самых дорогих компаний и другие списки. По данным TNS Media, в 2010 году средняя аудитория номера «Финанса» составляла около 267 тысяч человек.

 

ИЮНЬ, 14
Районные газеты Курганской области
Редакторы районных газет Курганской области приняли обращение к губернатору Олегу Богомолову, председателю областной Думы Владимиру Казакову, представителю Президента РФ в Уральском федеральном округе Николаю Винниченко с просьбой в ходе реформы госучреждений предусмотреть для районок организационно-правовую форму в виде автономного учреждения (АУ). По мнению редакторов, это позволит им пройти реорганизацию с наименьшими потерями. Сейчас все районные газеты в Курганской области, за исключением одной, являются государственными учреждениями (ГУ). «Субъект определяет редакциям районных газет юридическую форму в виде государственного бюджетного учреждения (ГБУ), - говорится в обращении. - Изучив условия работы в данной форме и опыт некоторых СМИ в других субъектах, мы пришли к выводу, что форма ГБУ для редакций нашей области, которые уже шесть лет на самофинансировании, неприемлема». Руководителей районок настораживает жесткая смета и работа через федеральное казначейство в ГБУ, что, по их мнению, не позволит им ритмично, без срывов и задержек, выпускать газету. - Жесткая смета нам категорически не подходит, - говорит редактор районной газеты «Далматовский вестник» Марьям Чебыкина. - Тираж газеты меняется каждый месяц, розничная продажа, вообще, может меняться каждый день. Сегодня заказали 50 экземпляров, завтра – 100… Разве можно все просчитать и предусмотреть? Загонять нас сейчас в такие жесткие рамки, катастрофа для нас. Мы фактически не будем распоряжаться теми средствами, которые зарабатываем, каждую копейку придется выпрашивать. Редакторы считают, что никакой спешки с переводом районных газет в ГБУ нет, закон позволяет им существовать в статусе государственных учреждений в переходный период, как минимум, еще полгода. Тем более, на днях Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на правовое регулирование в сфере средств массовой информации. Согласно поправкам, СМИ теперь получат право быть автономными учреждениями. Между тем, судьба районных газет в Курганской области, похоже, уже решена. - Юридически вы сейчас уже являетесь государственными бюджетными учреждениями, - заявил редакторам заместитель председателя Комитета по печати и СМИ Курганской области Алексей Васенев на расширенном заседании правления Курганского Союза журналистов, где было принято упомянутое обращение. - Все, кто назвался ГУ раньше, и не изменил свою форму на автономное или казенное, по закону, являются бюджетными с 1 января. Вас правительство переименует без вашего участия, - пообещал чиновник. Заявление учредителей (Комитет является учредителем районных газет) вызвало удивление у редакторов и закономерные вопросы, почему их раньше не собрали и не обсудили нововведения? По образному выражению одного из журналистов, это называется «без меня меня женили». Тем временем, главный бухгалтер Комитета Ирина Тихонова подтвердила, что, по законодательству, государственное учреждение автоматически является ГБУ, и что раньше они нарушали закон: назывались ГУ, а работали, как ЧП. С 1 июля планируем работать в соответствии с нормативами ГБУ с зачислением средств в бюджет, - поставила перед фактом бухгалтер. А вот в I квартале 2012 года, по словам чиновников, возможно, районные газеты переведут в автономные учреждения. Вопрос редакторов, зачем огород огородить и переписывать учредительные документы сначала на ГБУ, потом на АУ, так и остался без ответа.

 

ИЮНЬ, 14
Артемий Троицкий
Глава фонда «Федерация» Владимир Киселев подал против музыкального критика Артемия Троицкого гражданский иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Как рассказал Троицкий в эфире радиостанции «Эхо Москвы», возмущение Киселева вызвал его комментарий в публикации «Новой газеты» о проведенном фондом концерте с участием премьера Владимира Путина. По словам Троицкого, в статье он не давал никаких оценок деятельности фонда. «Был в прошлом году концерт, где Владимир Путин на рояле поигрывал и потом там были всякие дети, которые через полгода раскрыли рты, сказали: «Нам обещали много денег и не дали ничего». Пришлось там, я так понимаю, из наших денег что-то платить вместо того, чтобы это делал Владимир Киселев», - сказал Троицкий. «Для «Новой газеты» я прокомментировал эту ситуацию. Причем абсолютно строго, нейтрально, клинически, я бы даже сказал, без всяких оценок, а просто как специалист, ну, до некоторой степени специалист по концертной деятельности, я сказал, какая там могла быть финансовая подоплека. Что могло быть так – это тогда воровство, а могло быть эдак – и тогда это не воровство как бы, а общепринятая практика, хотя детишкам, естественно, ничего не досталось и достаться не могло», - отметил он. «Киселев, фонд «Федерация» тоже на меня подал в суд. То есть я так понимаю, что это тренд», - иронизирует Троицкий.

 

ИЮНЬ, 15
ВГТРК
Психотерапевт Анатолий Кашпировский выиграл у ВГТРК и главного психиатра Минобороны РФ Владислава Шамрея дело о защите чести и достоинства. По решению Савеловского суда ответчики должны выплатить Кашпировскому 200 000 рублей за причинение морального вреда, сообщает агентство РИА Новости со ссылкой на адвоката истца Сергея Жорина. Кашпировский подал в суд после выступления Владислава Шамрея в телепередаче «Смерти нет. Тайна академика Бехтерева» в 2008 году. Тогда Шамрей заявил, что телесеансы Кашпировского наносили вред многим людям, причем экстрасенс якобы понимал это (см. монитор за январь 2011 года). В ходе разбирательства телекомпания и главный психиатр Минобороны затребовали решение Замоскворецкого суда, который в 2001 году признал сеансы Кашпировского вредными для здоровья. Но ответчикам не удалось доказать, что экстрасенс наносил людям вред умышленно (такое преступление подлежит уголовной ответственности). Анатолий Кашпировский стал известен в 80-х годах благодаря телевизионным «сеансам психотерапии». Вредными сеансы Кашпировского признал не только московский суд - в 2007 году мировой судья Челябинска оштрафовал психотерапевта за незаконное целительство. Тогда экспертиза пришла к выводу, что экстрасенс на своих сеансах использует вредные для здоровья человека методы гипноза. В 2009 году Кашпировский вел серию передач на НТВ.

 

ИЮНЬ, 15
Телепередача «Большая семья»
На российском телевидении разгорелся скандал. Телерадиоведущего Дмитрия Губина, полгода назад уволенного с радиостанции «Вести FM» за критику губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, буквально по живому «вырезали» из телепередачи «Большая семья» (производство АТВ), выходящей в эфир на канале «Россия-1». С самого основания проекта у него было два ведущих: Дмитрий Харатьян и Дмитрий Губин. На какое-то время телепередача исчезла из эфира, и, как сказали в редакции телепрограммы, потому что «вырезали» одного из ведущих. Новые выпуски выходят уже с одним ведущим - Дмитрием Харатьяном, хотя участники этих программ говорят, что съемки происходили с участием и Харатьяна, и Губина. Непосредственная участница событий, журналист радиостанции «Эхо Москвы» Ксения Ларина в одном из своих постов на сайте радиостанции написала, что лично участвовала в съемках передачи про Дмитрия Певцова, это было еще зимой. И только недавно ей позвонили из АТВ и предупредили, что программа наконец выходит в эфир. На вопрос Лариной, почему так долго пришлось ждать эфира, ей ответили, что все это время «вырезали ведущего». Все реплики Дмитрия Губина и его изображение также умело вырезали из передач про Игоря Николаева, а также и из программы, посвященной Державину и Бабаян. Напомним, в феврале Дмитрия Губина уволили с радиостанции «Вести FM» после жесткой критики Валентины Матвиенко (см. монитор за февраль 2011 года).

 

ИЮНЬ, 15
Георгий Балаков
Следственный отдел СУ СК по Октябрьскому району Саратова пришел к выводу, что нападение на корреспондента Saratovnews Георгия Балакова не стало препятствованием для осуществления его профессиональной деятельности. Документы возвращены в милицию. Нападение на Балакова произошло около кафе «Русь» во время съемки самовольных построек. Один из сотрудников заведения пытался ему помешать – отобрал фотоаппарат и выламывал пальцы на руке. После нападения Балакову потребовалась медицинская помощь (см. монитор за май 2011 года). «Мы не собираемся пускать развитие ситуации на самотек и будем добиваться справедливости до последнего. Милиция посчитала отказ следственного отдела необоснованным, наше издание с этим полностью согласно. Теперь в дело должна вмешаться прокуратура. Кстати, методы проведения проверки следователями нам показались, по меньшей мере, странными. Во время нее никто из СО не связывался ни с Георгием, ни с нашей редакцией. Создается ощущение, что отказ был написан после формального просмотра материалов, поступивших из милиции», – заявил «Четвертой власти» главный редактор Saratovnews Евгений Цоц.

 

ИЮНЬ, 15
СМИ Волгограда
В Волгограде журналистов не пустили в зал заседаний городской думы, где проходило утверждение повестки дня. Главным вопросом думского заседания стал доклад временно исполняющего полномочия главы городской администрации Сергея Соколова о деятельности администрации за 2010 год.

 

ИЮНЬ, 15
Газета «Черновик»
По сообщению ИА «Кавказский узел», церемония награждения премией имени Буцериуса в Осло пройдет без представителей газеты «Черновик» из Дагестана, поскольку у работников издания есть проблемы с получением паспортов и виз. МВД Дагестана считает, что они являются подследственными, хотя ранее журналисты были оправданы по всем предъявленным им обвинениям. Официальная церемония награждения состоится в здании Нобелевского института в Осло. Призовой фонд в размере 70 тысяч евро поделят журналисты Наталья Иванишина из Иркутска, Марина Коктыш из Минска, Замин Хаджи из Баку, а также дагестанский еженедельник «Черновик» и два интернет-портала: «Телекритика» (Киев) и армянский a1plus. «Черновик» удостоен награды за критические публикации о спецоперациях российских сил безопасности и сомнительных методах борьбы с терроризмом, говорится в заявлении жюри. Как рассказал главный редактор «Черновика» Биякай Магомедов, ни он, ни другие журналисты издания в церемонии награждения участия не примут. Это связано с тем, что данные на сотрудников газеты пока еще находятся в Информационном центре МВД Дагестана, как на находящихся под следствием. Поэтому есть проблемы с получением паспортов и виз. Напомним, что 19 мая в Махачкале оправдал журналистов издания по всем предъявленным им обвинениям. Еще в июле 2008 года в отношении четырех журналистов и главного редактора еженедельника были возбуждены два уголовных дела. Среди претензий к газете - цитирование в статье «Террористы номер один», опубликованной 4 июля 2008 года, высказываний одного из лидеров боевиков.

 

ИЮНЬ, 15
Информагентство «Лаборатория новостей»
Двое сотрудников информагентства «Лаборатория новостей» были вычеркнуты из списка аккредитованных журналистов на музыкальный фестиваль «Саянское кольцо» (Шушенское, Красноярский край). Речь идет о двух обозревателях, пишущих о культуре: Елене Коноваловой и Сергее Мезенове. «Как мне сообщили, отказ в аккредитации связан с тем, что мы с Еленой ранее плохо отзывались о фестивале в своих блогах. Мол, мы необъективно освещали происходящее», - заявил Сергей Мезенов. Тем временем, организаторы «Саянского кольца» пытаются замять скандал и сообщают, что речь об отмене аккредитации уже не идет. «В информационном партнерстве «Лаборатории новостей» было отказано не мной, а моим руководством - дирекцией фестиваля. Я не могу говорить за них, почему так получилось. И вообще, «Лаборатория новостей» аккредитована на «Саянское кольцо». Этим занимался «Дом журналиста». И мне непонятно, почему эта ситуация кого-то интересует», - пояснила менеджер по рекламе и PR «Саянского кольца» Инна Полынцева.

 

ИЮНЬ, 16

«Новая газета»
Правозащитная организация «Агора», представляющая интересы «Новой газеты», подала жалобу в Кузьминский суд Москвы на Следственный комитет, отказавшийся сделать проверку по хакерской атаке, в результате который был обрушен сайт газеты. Как передает Газета.Ру, об этом сообщила пресс-секретарь «Новой газеты» Надежда Прусенкова. «Если суд примет для нас благоприятное решение, то это обяжет Следственный комитет провести полноценную проверку по факту DDoS-атаки на наш сайт и отчитаться об этом, как это положено», – рассказала она. «Чем больше времени уходит – тем сложнее будет отследить источник хакерской атаки. Однако, как считают специалисты это возможно: даже если не будут найдены непосредственные исполнители, то, во всяком случае, можно установить, с каких компьютеров сайт подвергался нападению», – добавила Прусенкова. Последние крупные нападения хакеров на сайт «Новой газеты» происходили в апреле (см. монитор за апрель 2011 года).

 

ИЮНЬ, 16
Артемий Троицкий
Мосгорсуд частично удовлетворил жалобу музыкального критика Артемия Троицкого на решение суда нижестоящей инстанции по иску бывшего инспектора ГИБДД Николая Хованского. Решение о взыскании с Троицкого 130 тысяч рублей в пользу инспектора отменено, однако осталось в силе требование опровергнуть высказывание о необъективности Хованского при изучении обстоятельств ДТП с участием автомобиля компании ЛУКОЙЛ. Авария, о которой идет речь, произошла в прошлом года на Ленинском проспекте в Москве. Автомобиль «Ситроен» столкнулся с «Мерседесом», в котором ехал вице-президент ЛУКОЙЛа Анатолий Барков. Погибли две женщины. Виновной была признана водитель «Ситроена» Ольга Александрина. Уголовное дело было прекращено (см. монитор за май 2011 года)

ИЮНЬ, 16
Амир Амиров
Сотрудники правоохранительных органов Северной Осетии, проверявшие информацию о минировании автомобиля оператора телеканала RT Амира Амирова, обнаружили под днищем его машины телефон, который работал как радиоустройство, бомба не найдена. Об этом сообщил представитель республиканского МВД. Амиров рассказал журналистам, что сам обнаружил подозрительный предмет, прикрепленный к днищу его автомобиля. «Не поверите, как в кино. Смотрю – растяжка», - заявил журналист. По данным правоохранительных органов Северной Осетии, к днищу машины оператора был прикреплен телефон, который работал как радиоустройство, передающее сигнал. «Журналист загнал машину на станцию техобслуживания, и когда машину подняли, была обнаружена растяжка, к которой прикреплен телефон. Впоследствии специалисты установили, что телефон работал как устройство, передающее радиосигнал. Кто и для каких целей это сделал, сейчас выясняется», – рассказал представитель МВД республики. Кто и для каких целей это сделал, выясняют следователи.

 

ИЮНЬ, 17
Газета «Бизнес-курс»
В Омске редактор областной газеты «Новое обозрение» Владимир Пирогов направил заявление на имя начальника УВД Омской области генерал-лейтенанта Юрия Томчака, в котором просит его провести проверку законности медиапроекта своих коллег из еженедельника «Бизнес-курс», носящем, по мнению заявителя, «провокационный характер» и порочащем честь и достоинство губернатора Леонида Полежаева. Возмущение В. Пирогова вызвало размещение на сайте издания «счетчика губернатора», отражающего количество дней, оставшихся до истечения срока его полномочий. Заканчивается он в соответствии с федеральным законодательством, в мае 2012 года. Редактор «НО» полагает, что данная публикация вызывает среди интернет-пользователей «нездоровый ажиотаж», а кроме того «затрагивает интересы» президента РФ Дмитрия Медведева, наделенного правом назначения и отстранения губернаторов. Между тем «БК» на своих страницах, как и на сайте, ни разу не утверждал, что после указанного срока Леонид Полежаев будет немедленно отправлен в отставку. А кроме того сам глава государства неоднократно высказывался о необходимости «ограничить время пребывания глав регионов у власти – двумя, максимум тремя сроками и давать дорогу молодым». Леонид Полежаев дорабатывает уже пятый срок и по возрасту (71 год) является старейшим губернатором в России. Пока от руководства регионального УВД никакой реакции на заявление Владимира Пирогова не последовало. Местное журналистское сообщество, в котором он до сих пор имел хорошую репутацию, как человек и профессионал, не сомневается в том, что данное заявление подано им не по собственной инициативе, а под давлением чиновников облправительства, курирующих региональные СМИ.

 

ИЮНЬ, 17
ИА «Высота 102»
Газета «Волгоградская правда»
Муниципальное телевидение Волгограда
ВГТРК
В стенах Волгоградской городской думы депутаты должны были принимать решение по вопросу выборов главы Волгограда. Но корреспонденты нескольких изданий не смогли попасть на заседание по распоряжению управляющего делами думы Евгения Алтухова, которое он передал через охранника. В результате журналисты ИА «Высота 102», газеты «Волгоградская правда», муниципального телевидения Волгограда, ВГТРК после двухчасового ожидания так и ушли ни с чем.

 

ИЮНЬ, 17
Газета «Казанские ведомости»
Газета «Казанские ведомости» напечатала опровержение сведений, размещенных в этом издании 8 апреля 2011 года в интервью заместителя директора гимназии №9 по воспитательной работе Ладой Шустовой под заголовком «Легко ли первокласснику попасть в престижную школу?». Опровергаются следующие сведения: «В ходе проверки выяснилось, что приписанные Л.В. Шустовой слова: «...проблему наплыва первоклассников решим тем, что откроем четыре класса по 27 - 30 учеников... К сожалению, детей много, а мест мало. Но все, кто прошли наши подготовительные курсы, в гимназию поступают... Тестирование мы, конечно, проводим...». Газета принесла извинения.

 

ИЮНЬ, 17
Владимир Ефимов
Рустам Фахретдинов
Следственный комитет по Тюменской области прекратил уголовное преследование главного редактора «Вечерней Тюмени» Владимира Ефимова за возбуждение ненависти либо вражды. Соответствующий документ главред издания и руководитель Российского Центра региональной прессы передал в Межрегиональную правозащитную Ассоциацию «АГОРА». Постановление о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях Ефимова состава преступления вынесла старший следователь Следственного отдела по Центральному административному округу Тюмени областного Следственного комитета Светлана Агеева. Отказано в возбуждении уголовного дела и в отношении Рустама Фахретдинова - автора двух материалов, опубликованных в «Вечерней Тюмени», из-за которых у Ефимова начались проблемы, сообщает корреспондент Открытого информагентства. Правда, Фахретдинов не согласен с основаниями для прекращения в отношении него дела – «в виду истечения сроков давности», и с помощью Ассоциации «АГОРА» уже подал жалобу в прокуратуру, требуя прекращения дела именно “в связи с отсутствием в его действиях состава преступления». Уголовное дело о возбуждении ненависти либо вражды в отношении Владимира Ефимова было возбуждено по факту опубликования в «Вечерней Тюмени» двух материалов Рустама Фахретдинова в апреле и июне 2008 года «Органы разбушлатили» и «Органы разбушлатились». Следователи и привлеченные ими эксперты заявляли, что в этих материалах «содержатся признаки возбуждения вражды и ненависти к сотрудникам милиции как к социальной группе» (см. монитор за апрель 2010 года).

 

ИЮНЬ, 17
Газета «За справедливость»
Пермский краевой суд поставил точку в длившемся больше года судебном разбирательстве о защите чести, достоинства и деловой репутации, взыскании компенсации морального вреда. 2 апреля 2010 года в Куединской районной газете «За справедливость», учредителем которой является местное отделение КПРФ, были опубликованы «Избранные комментарии с сайта газеты «Звезда», где содержались отзывы о деятельности начальника местного ОВД полковника Владимира Плишкина. С оценками своей деятельности Плишкин категорически не согласился. В исковом заявлении в районный суд к главному редактору издания Николаю Башмакову он указал, что считает оскорбительными фразы о нем: «Начальник ОВД крышует здесь бандитов», «сам не отстает от бандитов», ему «плевать, что творится в районе» и тому подобное. Плишкин счел, что налицо все обстоятельства, предусмотренные статьей 152 ГК РФ - факт распространения о нем порочащих сведений и несоответствие их действительности. В иске он просил опровергнуть изложенную в газете информацию и взыскать с главного редактора компенсацию морального вреда - один миллион рублей. Но Н. Башмаков при предварительном рассмотрении этого иска подал встречное заявление. Комментарий он перепечатал с сайта другого издания и, в соответствии с пунктом шестым статьи 57 закона РФ «О СМИ», ответственность за публикацию не несет. Поэтому все претензии – к ЗАО «Редакция газеты «Звезда». В это же время главный редактор «Звезды» Сергей Трушников в реплике «Не по адресу» подтвердил факт появления на сайте издания злополучного комментария. И сообщил: в связи с тем, что отзыв на форуме не редактировался, соответствии с постановлением пленума Верховного суда РФ от 15 июня 2010 года № 16 «О практике применения судами закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», редакция газеты «Звезда» ответственность за него тоже не несет. Об этой правовой коллизии ФЗГ сообщал читателям в конце прошлого года. И обещал проинформировать об итогах процесса (см. монитор за сентябрь 2010 года). В апреле этого года Куединский районный суд отказал начальнику ОВД Владимиру Плишкину в удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации, компенсации морального вреда. Но Плишкин с таким решением не согласился и обратился с кассационной жалобой в краевой суд. В мотивировочной части кассационного определения судебная коллегия краевого суда ссылается не только на Закон «О СМИ» и постановление пленума Верховного суда РФ. Она сочла оспариваемую информацию субъективным мнением автора о деятельности должностного лица. То есть в соответствии со статьей 10 Конвенции об основных правах и свободах человека судебная коллегия стала на позицию защиты свободы распространения информации по вопросам, представляющим общественный интерес. Должностные лица должны проявлять терпимость к критике, «поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий». Краевой суд, как и районный, в удовлетворении иска Плишкину отказал.

 

ИЮНЬ, 18
Сайт Хабаровского регионального отделения «Единой России»
В самый разгар форума «Обсуждение Стратегии 2020», который проходил в рамках партконференции единороссов Хабаровского края, внезапно прекратил работу сайт Хабаровского регионального отделения «Единой России». Как пояснили Хабаровскому региональному отделению «Единая Россия» IT-эксперт компании, обеспечивающей техническое обеспечение работы партийного веб-ресурса Павел Бондаренко, «выяснить причину «обрушения» удалось достаточно быстро – ею оказались вредоносные скрипты, загруженные на сервер, обслуживающий сайт «Единой России». В течение всего дня сотрудники веб-ресурса устраняли последствия хакерской атаки и только поздно вечером сайт вновь «ожил».

ИЮНЬ, 20
Анатолий Макаров
В феврале 2011 года в полицию поступила заявление от журналиста программы «Развод по-русски» Анатолия Макарова. Он сообщил, что когда пришел брать интервью к директору продюсерской компании «Квадро-Диск» Владимиру Феропонтову, тот на него набросился и избил. Как сообщил адвокат Анатолия Макарова Сергей Жорин, «сегодня Московский Мировой судебный участок № 78 приговорил к штрафу в 10 тысяч рублей Владимира Ферапонтова». Однако ранее потерпевший просил для подсудимого максимального наказания – три месяца ареста. Но Ферапонтов в суде извинился перед Макаровым и оправдал свой поступок провокационным поведением со стороны журналиста и оператора.

ИЮНЬ, 20
Газета «Вести Хасавюртовского района»
Редакцию дагестанской газеты «Вести Хасавюртовского района» заставят извиниться перед священнослужителями и верующими христианами за размещенную в номере от 16 мая 2011 года карикатуру на православного священника. Как сообщила пресс-служба прокуратуры Дагестана, в ходе проведенного прокуратурой Хасавюртовского района мониторинга средств массовой информации, издаваемых на территории МО «Хасавюртовский район», установлено, что на странице 8 в рубрике «Улыбнитесь» газеты «Вести Хасавюртовского района» размещена карикатура. В ней есть высказывание, оскорбляющее служителей церкви и верующих христиан. Согласно заключению специалиста, слова, относящиеся к Троице, являются неприемлемыми в данной публикации. Эти высказывания могут задевать религиозные чувства, и использование таких высказываний в газете «Вести Хасавюртовского района» в дальнейшем недопустимы. В связи с этим прокуратурой района на имя главного редактора газеты внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.

 

ИЮНЬ, 21
Олег Кашин
Газета «Новые известия»
Хамовнический суд Москвы отказал в удовлетворении иска главы «Росмолодежи» Василия Якеменко к журналисту «Коммерсанта» Олегу Кашину. Об этом сообщили в ассоциации «Агора», юрист которой представлял интересы корреспондента в суде. Якеменко требовал компенсацию морального вреда за то, что журналист в своем блоге назвал чиновника причастным к нападению на себя. Главу Росмолодежи задела следующая фраза из ЖЖ Кашина: «Не сомневаюсь в «якеменковской» версии, и других версий у меня нет». Иск Якеменко был подан в начале апреля. Соответчиками в этом разбирательстве выступали газета «Новые известия», которая перепечатала слова Кашина из блога, и политолог Александр Морозов, написавший в своем дневнике о причастности членов прокремлевских молодежных движений к нападению на журналиста. Общая сумма иска составляла полтора миллиона рублей (см. монитор за апрель 2011 года).. Кашин был избит во дворе своего дома в ноябре 2010 года. Он был госпитализирован с тяжелыми травмами и некоторое время находился без сознания (см. монитор за ноябрь 2010 года). Несмотря на то, что Президент РФ Дмитрий Медведев пообещал отыскать напавших на Кашина, о появлении в деле ни задержанных, ни подозреваемых не сообщалось.

 

ИЮНЬ, 21
Газета «Новое время»
Михайловский городской суд (Волгоградская область) удовлетворил иск трех журналистов независимой газеты «Новое время» (Михайловка) к председателю местной гордумы. Журналисты газеты и интернет-сайта «Новое время» во главе с редактором в мае этого года обратились в суд с иском об оспаривании действий должностного лица – председателя Михайловской городской думы Анатолия Антонцева. 23 марта 2011 года господин Антонцев выдворил корреспондентов газеты «Новое время» с открытого заседания гордумы. Журналисты посчитали, что своими действиями Антонцев нарушил Федеральный Закон «О СМИ», который позволяет журналистам посещать государственные органы и органы местного самоуправления и производить там запись (см. монитор за март 2011 года). Кроме того, согласно пункту 5 статьи 6 Федерального Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», одним из способов обеспечения доступа к указанной информации является присутствие граждан (физических лиц) на заседаниях коллегиальных органов местного самоуправления. Более того, в соответствии с частью 4 указанной статьи не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. На заседании планировался отчет главы городского округа о проделанной работе в 2010 году, что, несомненно, считается информацией о деятельности органов местного самоуправления. Более того, заседание представительного органа власти было открытым, а значит, любой гражданин РФ имел право присутствовать и лично заслушать отчет главы города о проделанной работе. Это право тем более распространяется на журналистов, которые согласно своей профессиональной функции призваны осуществлять поиск информации, и сообщать обществу (читателям) о событиях в жизни города, региона, страны. Нарушение прав журналистов на доступ к информации влечет и нарушение прав граждан на получение через СМИ общественно-значимых сведений. Единственный аргумент, который приводила в суде сторона ответчика в оправдание действий господина Антонцева, заключался в том, что в помещении заседаний гордумы якобы не хватало мест для всех желающих. Однако, как свидетельствует видеозапись конфликта, сделанная журналистами, причина выдворения была в другом – председатель думы посчитал, что не аккредитованные журналисты не имеют права присутствовать на заседании. Кстати, суд почему-то отказался приобщить видеозапись к делу. Тем не менее, журналисты победили – 21 июня суд признал действия господина Антонцева незаконными. Правовую поддержку журналистам «Нового времени» а судебном процессе оказывали юристы Центра защиты прав СМИ Маргарита Ледовских и Галина Арапова. «Это очень важный прецедент в судебной практике, – считает ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Галина Арапова. – Журналисты очень редко защищают свои права в суде, закрывают глаза на нарушения своих профессиональных прав, в том числе и права на доступ к информации. И тем более редко им удается выигрывать иски к представителям власти. То, что у редакции «Нового времени» это получилось – хороший пример для подражания, и я надеюсь, урок для чиновников. Закон «О СМИ» никто не отменял, и журналист даже при отсутствии аккредитации имеет право посетить открытое мероприятие органа власти и сообщить о нем обществу. Возможно, потребуется не один судебный процесс и активная гражданская позиция прессы, чтобы чиновники проявляли должное уважение к праву журналистов на доступ к информации. Я рада, что нам удалось помочь независимому изданию в защите прав их журналистов».

 

ИЮНЬ, 21
Газета «Самарское обозрение»
Журнал «Дело»
Вчера многими блоггерами было замечено, что в Самаре оказалось невозможным купить «Самарское обозрение» и журнал «Дело». Блоггер Дмитрий Бегун предположил, что издание скупается службой безопасности ГК «Регион 63» (в ГК входит сеть магазинов «Горилка»), и причиной столь неожиданной популярности журнала стала публикация о руководителе ГК Олеге Дергилеве. Последний в той самой статье называется не иначе, как водочный король. Кроме того, подробно изложены пути становления его как самарского миллиардера и политического деятеля. Однако столь бурная реакция не совсем понятна, так как ничего нового и шокирующего в самом материале нет. Все факты давно известны.

А эффект от подобных действий был достигнут обратный - в скором времени читатели издания получили письма следующего содержания: «В связи с произведенной неизвестными лицами массовой скупкой в рознице тиража последнего номера журнала «Дело», осуществленной с очевидной попыткой блокирования информации, редакция издания приняла решение открыть свободный доступ к материалам журнала на портале». Поскольку журнал распространяется вместе с газетой «Самарское обозрение», то также будет открыт доступ и к материалам «СО».

 

ИЮНЬ, 21
Съёмочная группа «Альфа-канала»
Илья Тян
«Авторадио–Благовещенск»
Прокуратура Благовещенска (Амурская область) направила в суд уголовное дело в отношении местного жителя, обвиняемого в воспрепятствовании законной деятельности журналистов, а также нанесении побоев оператору местной телекомпании, сообщил помощник регионального прокурора Валентин Бурсянин. Нападение произошло 12 апреля, когда оператор осуществлял съемку на одной из улиц Благовещенска. По показаниям потерпевших, они снимали интервью, когда из подъехавшего внедорожника вышел мужчина и в грубой форме потребовал прекратить съемку, схватив оператора за куртку (см. монитор за апрель 2011 года). «Следствие установило, что подозреваемый принуждал съемочную группу благовещенской телекомпании «Альфа-канал» к отказу от распространения информации. При этом он нанес побои оператору, который, чтобы сохранить технику, был вынужден отдать мужчине видеокассету и диктофон, на которых содержалась запись репортажа», - сообщил собеседник. Напавший на журналистов мужчина оказался владельцем алкогольного бизнеса. Отбирая у журналистов технику, он кричал, что они находятся на его территории, хотя, как утверждают потерпевшие, они стояли на общественном тротуаре, а ближайшая территория даже не была огорожена. В отношении подозреваемого следствие возбудило дело по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). Максимальная санкция этой статьи - два года заключения. Кроме того, мужчина обвиняется и по статье 116 УК РФ («Нанесение побоев»). Прокурор Благовещенска утвердил обвинительное заключение по уголовному делу и направил его для рассмотрения по существу в мировой суд.

 

ИЮНЬ, 21
Александра Шилова
Телеканал ТВЦ
Телеканал «Россия»
На северо-востоке Москвы во время съемки телепередачи избили женщину-журналистку. Как установлено, в приемную управляющей компании «Свиблов Град» приехали съемочные группы телеканалов ТВЦ и «Россия-1». Однако администрация компании отказалась комментировать проблемы, связанные с проживанием в подвалах жилых домов дворников-гастарбайтеров без регистрации, стала вести себя агрессивно и дала команду сотруднику ЧОП «убрать» журналистов. В возникшей потасовке телеоператора «России» ударили по голове, а видеооператора ТВЦ Александру Шилову сначала толкнули на стену, после чего она оказалась на полу. Ей серьезно повредили руку, а аппаратуру только чудом удалось отбить. Женщина была госпитализирована, но через несколько часов врачи отпустили ее домой. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

 

ИЮНЬ, 22
Людмила Мезенцева
Прокурор Каргапольского района Курганской области Андрей Ганшевский от имени государства принес официальные извинения бывшему редактору районной газеты «Сельская правда» Людмиле Мезенцевой в связи с необоснованным привлечением ее к уголовной ответственности. Л. Мезенцеву обвиняли в растрате чужого имущества и превышении должностных полномочий. Уголовное дело потянуло на четыре тома. Во время предварительного следствия Мезенцева осталась без работы: учредитель газеты, администрация Каргапольского района, отказалась продлевать с ней трудовой договор. По версии следствия, редактор, являясь руководителем муниципального учреждения «Редакция Каргапольской районной газеты «Сельская правда», незаконно, без согласования с учредителем выписывала себе премии. При этом, сторона обвинения ссылалась на трудовой договор с Мезенцевой, в котором прописано, что «руководитель не имеет права совершать в отношении себя, своих близких и родственников никаких юридических действий». Кроме того, редактору припомнили юбилей газеты в июне 2005 года и обвинили в хищении 3,5 тысяч рублей из редакционной кассы. Со всем этим тяжким грузом обвинений Людмила Мезенцева жила два с половиной года, находилась под подпиской о невыезде. И вот суд оправдал ее по всем статьям. Суд установил, что статья 22 Трудового кодекса РФ, на нарушение которой ссылалась сторона обвинения, не содержит запрета для руководителя организации по оценке и вознаграждению собственного труда. В соответствие с трудовым законодательством, в заработную плату, помимо вознаграждения за труд, входят выплаты стимулирующего характера (доплаты, премии и иные выплаты). Система оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. И такой акт – положение о премировании - в редакции районной газеты был. В соответствие с ним, работникам «Сельской правды» за счет фонда заработной платы была предусмотрена выплата ежемесячных премий при достижении определенных показателей в работе в размере должностного оклада. Учитывая, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества потраченного времени и максимальным размером не ограничивается (ст. 132 ТК РФ), действия редактора не противоречили законодательству и трудовым отношениям. Размеры полученных ею премий за 2007 и 2008 годы не превышали суммы окладов за 12 месяцев работы и соответствуют положению о премировании. Каких-либо нормативных правовых актов о премировании работников или руководителей муниципальных учреждений на уровне администрации Каргапольского района в то время не принималось. Расплывчатая формулировка в трудовом договоре с Мезенцевой, запрещающая ей совершать в отношении себя и близких родственников юридические действия, не позволила суду установить, какие конкретно «юридические действия» не вправе была совершать редактор. Председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Каргапольского района Людмила Харлова также затруднилась в суде пояснить, какие именно требования законодательства нарушила Мезенцева. Что касается «похищенных» редактором 3,5 тысяч рублей, то в суде Людмила Мезенцева пояснила, что на организацию праздника в честь 75-летия районной газеты «Сельская правда» она потратила деньги как редакционные, так и свои собственные, получив потом их из кассы редакции в порядке компенсации. На этот счет в бухгалтерии имеются все подтверждающие документы. По словам Людмилы Мезенцевой, уголовное преследование в отношении нее странным образом совпало с нежеланием уходить на пенсию. «Я хотела получить звание ветерана, - рассказала Л. Мезенцева. - Но мне не хватало для этого 8 месяцев трудового стажа, поэтому решила остаться еще поработать. Однако, в планы учредителей это не входило. Когда я уперлась, сначала на редакцию напустили финансовую проверку, а потом на свет родились эти уголовные дела. Кстати, с того времени на моем месте работает жена одного из руководителей силовой структуры Каргапольского района». После оправдательного приговора Людмила Мезенцева хотела восстановиться на работе, но суд не пошел ей навстречу, мотивировав тем, что старый договор с учредителем у нее закончен, а новый администрация Каргапольского района с ней не заключила. Используя законное право на реабилитацию, Людмила Мезенцева сейчас пытается взыскать с ответчика, Министерства финансов РФ, компенсацию морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности и незаконном применением в качестве меры пресечения подписки о невыезде. Цена иска – 500 000 рублей.

 

ИЮНЬ, 22
Анатолий Битков
В Магадане убит главный редактор телеканала «Колыма плюс». Утром сотрудниками магаданского УМВД обнаружен мертвым в своей квартире с признаками насильственной смерти главный редактор областного телеканала «Колыма плюс» Анатолий Битков. В ходе осмотра оперативниками места происшествия, сообщает сайт Следственного управления Следственного комитета РФ по Магаданской области, «на теле потерпевшего обнаружены множественные телесные повреждения в виде колото-резанных ран, от которых, предположительно, наступила смерть». Уголовное дело возбуждено по статье 105 УК РФ («Убийство»»). Следствие не исключает, что причиной его могла стать профессиональная деятельность погибшего. Как пишут местные сайты, 37-летний журналист, несколько лет возглавлявший телекомпанию, был в регионе человеком весьма известным, Расследование взял под личный контроль губернатор Магаданской области Николай Дудов. По сообщению пресс-службы администрации области руководитель СКР информирует его о ходе расследования. Вскоре был задержан подозреваемый в убийстве главного редактора телеканала «Колыма плюс», сообщает 24 июня «Интерфакс» со ссылкой на источники в правоохранительных органах Магадана. Представители следственного управления СК по Магаданской области сообщили, что по подозрению в убийстве журналиста задержан ранее судимый за совершение особо тяжкого преступления 22-летний житель Магадана. По версии следствия, в ночь на 22 июня в квартире Биткова «между хозяином жилья и подозреваемым возник конфликт на почве личной неприязни». Подозреваемый нанес журналисту множественные удары ножом, после чего скрылся с места происшествия. От полученных ран Битков скончался, сообщили представители следственного управления СКР по Магаданской области. Представители следственного управления СК по Магаданской области объявили, что основной версией считается убийство на бытовой почве, добавив, что рассматривается и связь преступления с профессиональной деятельностью погибшего.

 

ИЮНЬ, 22
Газета «Ставропольский репортер»
Скандал с тиражом газеты «Ставропольский репортер», в которой якобы должен быть размещен компромат на мэра Пятигорска, разгорелся в Ставропольском крае: типография не отдает 6 тысяч экземпляров издания учредителю газеты, объясняя это отсутствием оплаты. Учредитель газеты связывает проблемы с оппозиционной направленностью издания; милиция проводит проверку. Как объяснила учредитель газеты Мария Коробко, в статье должны были быть размещены документы, свидетельствующие о том, что в 1995 году Лев Травнев, не являясь еще главой администрации Пятигорска, был привлечен к уголовной ответственности. Директор типографии, со своей стороны, сказал агентству, что он не отдает газету, поскольку за тираж не внесена оплата в кассу. Коробко же заверяет, что кассир отказывается брать у нее деньги. Она рассказала, что когда она приехала забрать тираж, директор типографии Андрей Задков по телефону сообщил ей, что «поломалась машина и тираж не напечатан». «Когда я подошла к типографии, с лестницы спускался начальник информационно-аналитического отдела администрации города Пятигорска Алексей Рогачев и попросил, чтобы я отогнала свою машину, которую приготовила к загрузке для газет. Я подошла к машине, а из ворот типографии выезжает правительственная машина, набитая газетами, где был водитель, а рядом с ним первый заместитель мэра Пятигорска Сергей Перцев», - сказала Коробко. По ее словам, в автомобиле был как раз тираж «Ставропольского репортера», который якобы не отпечатали. Как заверила собеседница агентства, для того, чтобы воспрепятствовать вывозу партии, она даже ложилась перед машиной.

 

ИЮНЬ, 22
Галина Ярцева
Новгородский областной суд вынес оправдательный приговор по уголовному делу в отношении главного редактора газеты «Русский караван» Галины Ярцевой, обвиняемой в неуважении к суду. Как сообщили в пресс-службе Новгородского областного суда, приговор вынесен на основании оправдательного вердикта коллегии присяжных заседателей. Присяжные единогласно выступили за оправдание подсудимой по инкриминируемым ей преступлениям. Ярцева обвинялась по статье 297 УК РФ («Неуважение к суду») – см. монитолр за май 2010 года. Приговор областного суда вынесен с формулировкой «в связи с неустановлением события преступления по каждому из деяний», в совершении которых она обвинялась.

 

ИЮНЬ, 22
СМИ Карелии
Расследовательская журналистика требует особых знаний и навыков, чтобы не стать тем, кого преследуют. Поэтому объявленный набор в школу журналистов-расследователей был воспринят в редакциях СМИ на российском Северо-Западе с воодушевлением. Тем более, что организаторами выступали опытные и авторитетные специалисты из шведско-датского проекта «Scoop Russia». До недавнего времени Scoop работал в некоторых странах СНГ, в Россию же ассоциации журналистов-расследователей Швеции (FGJ) и Дании (FUJ), действующие под патронажем международной организации поддержки СМИ (IMS), пришли лишь в нынешнем году. И первыми курс обучения прошли журналисты, работающие в Северо-Западном федеральном округе. В рамках программы один семинар состоялся в Петрозаводске, который, по общему мнению его участников, был очень полезен и интересен. Обсуждалась техника ведения расследования, вопросы юридического сопровождения такой работы. Все участники семинара были благодарны Scoop за учёбу. Но после семинара у его петрозаводских организаторов возникли проблемы, связанные отнюдь не с обучающей программой. Сотрудники ФСБ пригласили на встречу координатора проекта, и в ходе беседы пытались обнаружить коварные планы шведско-датской журналисткой школы. Во время разговора двое сотрудников управления ФСБ по Карелии выспрашивали фамилии участников семинара, их роли при его проведении. Офицеры спецслужбы сообщили, что действуют в интересах российских журналистов, которые могут быть использованы в дурных целях западными «педагогами». Сотрудники ФСБ выясняли, не связано ли появление в России зарубежной школы расследователей с близящимися выборами в Государственную думу, намекая, что ничего хорошего от подобных фондов россиянам ждать нечего. Их интересовало, какие конкретно темы для российских расследователей предлагались. Координатор Scoop с петрозаводской стороны сообщила, что никаких тайн из проекта никто не делает и желающие имеют возможность зайти на сайт шведско-датской школы расследователей и получить всю необходимую им информацию. Офицеры ФСБ, выполнив рабочее задание, предупредили координатора, что потребуется ещё одна встреча. Правда, не понятно зачем, потому что координатору сказать больше нечего. Стоит заметить, что в последнее время сотрудники управления ФСБ по Карелии стали проявлять повышенный интерес к международным журналистским образовательным проектам, и, не скрываясь, напрашиваются на подобные конференции и семинары. Так, недавно они обращались к координатору проекта «Баренц пресс» с просьбой включить сотрудника ФСБ в список семинаристов. Им не отказали, но поставили условие, что если они придут, то в начале семинара при представлении участников их тоже назовут, с указанием места службы и должностей. Такое предложение сразу отбило охоту от повышения профессиональной квалификации у сотрудников ФСБ. На семинаре «Баренц пресса» офицеры не появились. Были ли их агенты на семинаре Scoop - неизвестно, но если и были, то работали, видимо, недостаточно квалифицированно, раз понадобилась дополнительная встреча с региональным координатором проекта «Scoop Russia».

 

ИЮНЬ, 23
Радиопередача «Подъем!»
Московская прокуратура заподозрила в экстремизме радиопередачу «Подъем!», которую ведет главный редактор «Русской службы новостей» Сергей Доренко. Об этом сообщается на сайте радиостанции. Редакция получила письмо из центра по противодействию экстремизму ГУ МВД, в котором сотрудников попросили предоставить аудиозапись, а также текстовый вариант выпуска «Подъема» от 31 марта 2011 года. В этом письме сообщалось, что проверка проводится по распоряжению столичной прокуратуры. Какие именно высказывания Доренко стали причиной проверки, в МВД не сообщили. На сайте РСН отмечается, что внимание прокуратуры могла привлечь следующая фраза, прозвучавшая в передаче: «Даже если, как сегодняшний «Московский комсомолец» намекает: у Бастрыкина нет чистых целей, они все глубоко порочны как СКР, так и Генка, глубоко порочные скоты, мерзавцы и подонки антиобщественные, то все равно 70,4 процента считают, что это выгодно обществу. Потому что это некое очистительное пламя, даже если горят две вонючки»

 

ИЮНЬ, 23
Николай Ахаян
Внимание научной общественности вновь привлечено к скандально известному «изобретателю» Виктору Петрику. В Кировском районном суде Санкт-Петербурга состоялось второе судебное заседание по иску В. Петрика к академикам РАН Евгению Александрову, Владимиру Захарову и Эдуарду Круглякову, журналисту Николаю Ахаяну и директору Научно-исследовательского и технологического институтв оптического материаловедения (НИТИОМ) Константину Дукельскому о защите чести, достоинства и деловой репутации. На этом заседании судья Марина Ненашина вынесла определение о неподсудности Кировскому районному суду Петербурга иска предпринимателя В. Петрика о защите чести и достоинства к физикам-академикам. Суд решил, что иск должен рассматриваться судом федерального подчинения в соответствии с законодательством о государственной тайне. Напомним, что в своем иске В. Петрик утверждает, что члены Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН оклеветали его и потребовал взыскать с каждого ответчика сумму более чем 1,5 миллиарда рублей. Это было уже второе судебное заседание по данному иску В. Петрика о защите чести и достоинства. Напомним, что иск был принят к производству 7 октября 2010 года. На первом же собеседовании сторон, 25 октября 2010 года, судья Марина Ненашина вынесла определение о приостановке дела. 5 мая судебный процесс по иску был возобновлен. 26 мая 2011 года первое судебное заседание было отложено из-за неявки в суд ответчиков.

 

ИЮНЬ, 24
СМИ Архангельска
На мероприятие с участием депутатов Государственной Думы в Архангельске пропуск журналистов осуществлялся по неким спискам. В результате журналисты сразу трёх изданий: «МК в Архангельске», «Правда Северо-Запада», ИА «Эхо СЕВЕРА», а также и члены «Ассоциации молодых журналистов Севера» не были допущены на мероприятие. Как рассказали журналисты, они пришли в Малый зал филармонии (госучреждение) на публично анонсированное мероприятие с участием депутатов Государственной Думы РФ с весьма важным социальным названием «Семья и дети - главные приоритеты в развитии России». Но некие клерки, не представившись, стали требовать противозаконной в данном случае аккредитации. И не пустили журналистов на основании того, что «вас нет в списках». Зачитывать права журналистов клерку в костюме было бессмысленно: его взгляд не располагал к дискуссии о свободе слова. Изображение гражданина затёрто про его просьбе...

 

ИЮНЬ, 24
Бюллетень «Спасаем город»
Туапсинский филиал ОАО «Печатный двор Кубани» по указанию департамента СМИ Краснодарского края по политическим мотивам отказался печатать информационный бюллетень партии ЯБЛОКО «Спасаем город». Туапсинские активисты партии «Яблоко» и Экологической Вахты планировали напечатать информационный экологический бюллетень партии «Спасаем город», посвященный экологическим проблема Туапсе и Туапсинского района. Они обратились в Туапсинский филиал ОАО «Печатный двор Кубани» с просьбой о печати этого бюллетеня. Раньше подобные материалы печатались в типографии этого предприятия без особых проблем. На этот же раз, когда активисты Яблокуа обратились в типографию, им сказали, что поступило указание директора типографии Александр Коновалова никаких материалов партии больше не печатать. Как удалось узнать, указание об этом поступило от руководителя департамента СМИ администрации Краснодарского края Валерия Касьянова.

Данный факт свидетельствует о том, что в Краснодарском крае наступают времена жесткой политической цензуры и подавления свободы слова.

 

ИЮНЬ, 25
Все СМИ
Традиционный праздник выпускников школ «Алые паруса» в Санкт-Петербурге не обошелся без сюрпризов для СМИ. Многие из них не смогли провести съемки мероприятия из-за ограничений. «Алые паруса» начали проводить с 1958 года, и одним из первых режиссеров этого популярного мероприятия был Г. А. Товстоногов. Праздник выпускников на набережных Невы стал неотъемлемой частью белых ночей в Северной столице. Ранее никто не запрещал фото- и телесъемку мероприятия тем СМИ, которые не являются официальными партнерами праздника. В этом году все изменилось. Сразу несколько редакций получили отказ в согласовании мест съемки. В частности, Государственный Эрмитаж отказал в доступе фотокорреспондентам на крышу своих зданий со ссылкой на указание оргкомитета. Дескать, допуск разрешен только сотрудникам СМИ, являющихся информационными спонсорами «Алых парусов», и этот список согласует непосредственно Комитет по печати Санкт-Петербурга. При этом никаких официальных распоряжений на сей счет корреспонденту Фонда защиты гласности увидеть не удалось – ни сотрудники ведомства, ни представители оргкомитета просто не удосужились ответить на запросы.

 

ИЮНЬ, 27
Агентство новостей Chelyabinsk.ru
На одной из пресс-конференций представители правозащитных организаций для призывников рассказали: родители готовы платить за «откосить от армии» от 60 до 120 тысяч рублей. В Челябинском комиссариате обиделись, почему-то приняв цифры на свой счет, и потребовали сатисфакции в суде. В октябре 2010 года агентством новостей Chelyabinsk.ru была опубликована статья «Кредит на призыв», написали в своем исковом заявлении в суд представители Челябинского военного комиссариата. «Сведения, опубликованные в этой статье, порочат честь, достоинство, и деловую репутацию военного комиссариата Челябинской области и не соответствуют действительности. Алексей Табалов (руководитель «Школы призывника», правозащитник и блогер) в ходе пресс-конференции, где обсуждались вопросы призыва граждан на военную службу, распространил следующие сведения: «.родители призывников Челябинской области готовы заплатить за военный билет от 60 до 120 тысяч рублей, некоторые даже берут для этого кредиты»; «около военкоматов, ни от кого не скрываясь, стоят автомобили с надписью «Проблемы с армией», а в фонд обращается множество призывников и родителей, которым предложили заплатить за возможность не служить в Российской Федерации». Валерия Приходкина, также принимавшая участие в пресс-конференции, высказала следующие утверждения: «в ряде случаев проблемы молодых людей до 27 лет, имеющих заболевания, на которые закрывают глаза в военкоматах, или им заведомо занижают диагнозы, можно разрешить законным путем». Комиссариат считает высказанные правозащитниками слова «проявлением вредительства», просит опровержений и по 100 000 рублей с каждого в качестве компенсации морального вреда.

 

ИЮНЬ, 27
Газета Frankfurter Rundschau
Савеловский суд Москвы отклонил иск движения «Наши» к немецкой газете Frankfurter Rundschau. Такое решение судья Татьяна Адамова приняла в связи с тем, что Frankfurter Rundschau не зарегистрирована в России как юридическое лицо. В движении «Наши» заявили, что не станут обжаловать решение Савеловского суда. Иск «Наших» касался колонки немецкого обозревателя Карла Гробе «Опасайтесь гнева Путина», опубликованной в Frankfurter Rundschau 5 октября 2009 года. В материале, в частности, говорилось, что активисты «Наших» угрожают по телефону журналисту Александру Подрабинеку и проводят пикеты у его дома (см. монитор за октябрь 2009 года). Движение отвергало обвинение в угрозах. В октябре 2009 года «Наши» подали в Савеловский суд иски к четырем зарубежным изданиям, которые освещали их пикеты. Движение потребовало с немецкой Frankfurter Rundschau, британской The Independent, французских Le Journal du Dimanche и Le Monde по полмиллиона рублей. Публикации всех перечисленных изданий «Наши» сочли оскорбительными.

 

ИЮНЬ, 29
«Радио Рокс»
В Санкт-Петербурге на частоте 102 FM, на которой выходило в эфир «Радио Рокс», звучит нечто очень похожее, но – другое. «Около полудня я понял, что в эфире звучит уже не та программа, которую мы готовили и которую я знаю до мелочей, - рассказал программный директор «Радио Рокс» Илья Павлюченко. – Оказалось, что около полудня нам отключили эфир. И незаметно для слушателей подменили его другим, ведущимся из другого места, предположительно, в Москве». Как выяснилось, на передающую станцию позвонил кто-то из больших начальников и приказал в определенный час «перекрыть» нам трансляцию из нашего офиса на Аптекарском переулке. И тут же начать вести передачи из другого места. Как говорят журналисты, кражу произвели по всем правилам рейдерских захватов. Подготовили документы, по которым якобы сменилось руководство. И на Ленинградский радиотелевизионный передающий центр поступило указание перекрыть один эфир и открыть другой. Ослушаться начальство сотрудники не могли. «У нас в офисе уже работает ФСБ», - пояснил программный директор.

 

ИЮНЬ, 29
Владимир Гречанинов
На северо-востоке Москвы был взорван автомобиль журналиста и правозащитника Владимира Гречанинова. Правоохранительные органы квалифицируют преступление как бытовой поджог, сам журналист связывает произошедшее со своей профессиональной деятельностью. Инцидент произошел в 4 утра на Печорской улице: машина Гречанинова загорелась, отчего в салоне взорвался огнетушитель, а потом бензобак. В результате ЧП никто не пострадал. Журналист связывает случившееся со своей профессиональной деятельностью и правозащитной деятельностью своей супруги Марины Веригиной. Версий для установления мотивов преступления много - 28 июня Веригина и Гречанинов разместили в своих блогах в «Живом Журнале» статью о встрече телеведущего Владимира Познера с новым лидером партии «Правое дело» Михаилом Прохоровым. Супруги заявили, что пост имел широкий резонанс в блогосфере и очевидно мог многим не понравиться.

 

ИЮНЬ, 29
Владимир Комиссаров
Александр Федоров
В Москве на Кутузовском проспекте сотрудники Федеральной службы охраны задержали оператора телеканала «Дождь» Владимира Комиссарова и оператора телеканала Russian travel guide Александра Федорова. На телеканале считают, что молодого человека задержали за съемку кортежа высокопоставленного чиновника на мобильный телефон. По словам В. Комиссарова, в протоколе сотрудники милиции указали, что молодой человек «показывал гениталии» президенту. «Мы увидели кортеж и решили его снять на мобильный телефон, – рассказал А. Федоров. – Это же необычно, как едет ночью огромная дивизия с включенными мигалками. Сделал один шаг на Кутузовский проспект, а на меня с другой стороны дороги начинает кричать человек, чтобы не снимал и ушел с дороги». После этого журналисты сместились на пересечение проспекта с Рублевским шоссе, откуда продолжили съемку. Примерно в 00.10, когда кортеж уже проехал, к молодым людям приблизились автомобиль ДПС и черный Ford Focus с номерами серии «ЕКХ» (закреплена за транспортом спецслужб). По словам операторов, к ним подошел сотрудник ФСО и обвинил их в том, что они «показывали свои гениталии проходящему кортежу». На автомобиле патрульно-постовой службы операторов отвезли в отделение ОВД «Фили-Давыдково». Все сделанные ими записи были по приказу сотрудников ФСО стерты. Журналистов продержали в отделении до трех часов дня.

ИЮНЬ, 30
Николай Троицкий
В Москве политический обозреватель РИА Новости Николай Троицкий уволен после того, как стало известно о том, что в своем личном блоге он довольно резко высказался об увиденном в Берлине «гей-параде». Троицкий написал в том числе о своих мечтах про некую «особую бомбу», которая убивала бы только этих самых «геев». Впоследствии, когда на журналиста пошел по начальству самый обыкновенный донос, в этих словах была усмотрена «угроза физической расправы».

 

ИЮНЬ, 30
Владимир Тимаков
Зареченский районный суд Тулы отменил приговор депутату и публицисту Владимиру Тимакову, который ранее был осужден за клевету на губернатора Тульской области Вячеслава Дудку. Первоначально приговор был вынесен за то, что 29 апреля 2009 года Владимир Тимаков в беседе с корреспондентом информагентства «Тульские новости» назвал руководителя региона «коррупционером на пятерочку». Интервью было опубликовано в газете «Московский комсомолец в Туле». Сам обвиняемый утверждал, что такой фразы он не говорил, и что его слова были искажены журналисткой. Судебный процесс сопровождался многочисленными процессуальными нарушениями, в том числе и использованием некачественного экспертного заключения. В итоге в ноябре прошлого года мировой суд Зареченского района Тулы признал Тимакова виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 129 УК РФ («Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации»). Учитывая тот факт, что Тимаков ранее не был судим и опубликовал опровержение своих слов, его действия перестали быть общественно опасными, и депутат был освобожден от наказания. Однако осужденный не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу (см. монитор за ноябрь 2010 года). В ходе судебного заседания гособвинитель Моисейчев заявил ходатайство о прекращении уголовного преследования Тимакова. Он мотивировал свое заявление анализом новых экспертиз, проведенных как в отношении высказываний самого депутата, так и газетной статьи, процитировавшей его фразу о росте коррупции в регионе. Экспертизы Брянской лаборатории судебных экспертиз и Федерального центра судебных экспертиз при Минюсте РФ, а также три независимых эксперта позволили сделать вывод, что действия Владимира Тимакова, высказавшего негативную информацию в форме оценочного суждения, не образуют состава преступления. В результате суд прекратил уголовное дело в отношении Владимира Тимакова, отменил приговор мирового судьи, а также прекратил производство по апелляционной жалобе Тимакова и его адвоката. Представитель тульского губернатора от комментариев отказалась. Сам же Владимир Тимаков назвал судебное решение победой свободы слова. Тем не менее, остается еще гражданское дело, по которому Вячеслав Дудка выиграл миллион рублей в качестве компенсации за задетую честь и достоинство. Как пояснил Тимаков, в настоящее время жалоба на это решение суда находится на рассмотрении в Европейском суде по правам человека (см. монитор за сентябрь 2010 года).

ИЮНЬ, 30
Агентство «А-медиа»
Коллектив агентства «А-медиа» (Александровск, Мурманская область) обратился в областную прокуратуру с письмом, в котором выражена обеспокоенность ситуацией, складывающейся вокруг предприятия. «В последнее время в Александровске настойчиво распространяется неофициальная информация о предстоящей передаче кабельных сетей мурманской частной компании, владельцу одного из медийных ресурсов. В настоящее время эти кабельные сети находятся в оперативном управлении МКПИ «А-медиа», - говорится в письме. Далее в документе сообщается, что подобная ситуация уже была, в частности, несколько лет назад прекратила свою деятельность студия кабельного телевидения «Скалистые берега» в городе Полярный, а сотрудники телестудии «Слово» (город Полярный)после нескольких реорганизаций были сокращены. Журналисты «А-медиа» просят прокуратуру «взять ситуацию под свой контроль, не допустить незаконного лишения МКПИ «А-медиа» переданного в оперативное управление имущества».

 

ИЮНЬ, 30
Газета «Новая жизнь»
В Красноармейске Саратовской области совершено разбойное нападение на заместителя главного редактора местной газеты «Новая жизнь». Как сообщили в правоохранительных органах, в начале 6-го вечера неизвестный на улице Ульяновской вырвал у журналиста сумку, в которой находились: два паспорта, сотовый телефон и 500 рублей. По горячим следам оперативники задержали подозреваемого. Им оказался 20-летний безработный. В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

 

ИЮНЬ, 30
ИА «Высота 102»
Во время здания Городищенской районной думы (Волгоградская область) с повесткой дня о лишении полномочий избранного главы района (сити-менеджера) Тимура Курдюкова журналистов ИА «Высота 102» ждал сюрприз. Перекрыв турникет по личному указанию главы Городищенского муниципального района Николая Львова, вахтер дословно передала им его слова: «Мы никого на заседание не звали».

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни