Результаты мониторинга
10 Февраля 2011 года

Мониторинг ФЗГ - Январь 2011

Конфликты, зафиксированные ФЗГ в течение января 2011 года на территории РФ

Случаи гибели журналистов

(Роман Никифоров, редактор программы «ТПО Ред Медиа», Москва)

1

Пропавшие без вести

(Екатерина Силина, корреспондент ИА REX, Москва)

1

Нападения на журналистов

(Дмитрий Дерунец, журналист телеканала «ТВ-Центр», Москва; Александр Свешников, главный редактор газеты «Богатей», Саратов; Дмитрий Сластенов, главный редактор газеты «Заря Тиммана», Республика Коми)

3

Нападения на редакции

   

Попытки цензуры

(радиостанция «Милицейская волна», Республика Карелия; телепрограмма «Пусть говорят», Первый канал, Москва; газета «Коммерсант», Москва)

3

Уголовное преследование журналистов и СМИ

(Дмитрий Зидляев, главный редактор газеты «Парма», Пермский край; Лидия Ртищева, бывший главный редактор газеты «Молот», Ростов-на-Дону; Николай Кириллов, главный редактор газеты «Вечерняя Рязань», Рязань; Владимир Осипов, независимый журналист, Владимирская область)

4

Увольнение редактора, журналиста

(Анатолий Табачков, главный редактор «Находкинского рабочего», Приморский край, Людмила Брызгалина, главный редактор газеты «Семь дней в Приморье», Приморский край; Юлия Биктимирова, сотрудник пресс-службы Читинской епархии)

3

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.)

(Дмитрий Зыков, журналист интернет-издания «Грани.Ru», 2 раза; Андрей Позняков, корреспондент радио «Эхо Москвы», оба – Москва; Павел Барабанщиков, редактор газеты «Баррикада», Пенза; Андрей Рысев, корреспондент интернет-издания «Когита!ру», Санкт-Петербург; Сергей Чазов и Андрей Некрасов, оба - корреспонденты ИА «День», Ижевск; Елена Хрусталева, корреспондент «Кавказского узла», Ставрополь; Павел Смоляк, главный редактор журнала «Шум», Сергей Еремеев, корреспондент портала sensusnovus.ru, Федор Горожанко, корреспондент сайта «Заливает. СПБ», все - Санкт-Петербург)

11

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков

на сумму 1 400 000 рублей

9

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков

удовлетворено – 2, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 30 000 рублей.

6

Отказ журналистам в доступе к информации

(в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях)

18

Угрозы в адрес журналистов и СМИ

(Евгений Вышенков, заместитель директора Агентства журналистских расследований, Санкт-Петербург; Александр Луговской, редактор газеты «Ладога онлайн», Республика Карелия)

2

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений

(ИА «Хакасия», Абакан; телеканал СТВ, Московская область)

2

Отказ от печатания (распространения) СМИ

   

Отключение от эфира, прекращение вещания

(телеканал СТВ, Московская область)

1

Прекращение выхода СМИ

(телепрограммы «Картина маслом», «Суд времени», «Программа передач», все - на Пятом канале, Санкт-Петербург; газета «Ежедневные новости», Владивосток )

4

Изъятие (скупка, арест) тиража

(газета «Справедливая Россия», Курская область)

1

Препятствование деятельности интернет-изданий

(ИА «Хакасия»; cайт Ruleaks.net, сайт Rospil.info; сайт «Солнечногорской газеты», Московская область)

4

Вмешательство в деятельность редакции

   

Выход изданий-двойников

   

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров

   

Отказ в регистрации СМИ

   

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб)

   

Экономическое давление

   

Иные формы давления и нарушения прав журналистов

 

26

ЯНВАРЬ, 3
Андрей Позняков, Дмитрий Зыков
На юге Москвы, на Симферопольском бульваре были задержаны около 20 представителей оппозиции, проводивших одиночные пикеты в поддержку политиков Константина Косякина, Эдуарда Лимонова, Бориса Немцова, Ильи Яшина, задержанных 31 декабря на Триумфальной площади и получивших от 5 до 15 суток административного ареста. Среди задержанных оказались и журналисты - корреспондент радио «Эхо Москвы» Андрей Позняков и журналист интернет-издания «Грани.Ru» Дмитрий Зыков. В ГУВД Москвы ранее отрицали, что вместе с оппозиционерами были задержаны сотрудники СМИ. Однако позднее поступила информация, что А. Позняков и Д. Зыков отпущены из ОВД «Нагорное», куда их ранее доставили от СИЗО, где отбывает арест Б. Немцов.

ЯНВАРЬ, 6
Дмитрий Зыков
В Москве милиция вновь задержала участников одиночных пикетов у приемника-распределителя на Симферопольском бульваре, где содержатся арестованные 31 декабря Борис Немцов, Эдуард Лимонов, Константин Косякин и Кирилл Манулин. Задержано 16 активистов Левого Фронта, «Солидарности», «Другой России», а также несколько провокаторов из прокремлевских молодежных движений. Их доставили в ОВД «Зюзино». Во время задержания корреспондент «Граней» Дмитрий Зыков получил травму ноги, ему вызвали скорую помощь. Врачи диагностировали у него перелом лодыжки. По словам задержанных, милиционеры оформили всем протоколы по статье 12.29 Административного кодекса («Переход дороги в неположенном месте»).

ЯНВАРЬ, 6
Дмитрий Зидляев
В Коми-Пермяцком автономном округе очередной околожурналистский скандал. В отношении главного редактора окружной газеты «Парма» Дмитрия Зидляева возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 137 УК РФ («Нарушение неприкосновенности частной жизни, совершенное лицом с использованием своего служебного положения»). По версии следствия, Зидляев направил в медицинское учреждение письмо с просьбой подтвердить или опровергнуть факт лечения в нем некого гражданина. Удивительно, но медицинское учреждение нарушило врачебную тайну: редактор получил положительный ответ и обнародовал его. Конечно, без согласия самого гражданина. Названный в публикации гражданин заведует кафедрой в местном филиале госуниверситета. В окружном центре – городе Кудымкаре – он очень известный человек. Недавно был депутатом городской думы. Но ушел в отставку в связи с отменой прямых выборов главы города. 13 марта в Кудымкаре состоятся очередные выборы в городскую думу, а из числа депутатов – главы города. У нынешней власти есть вполне обоснованные догадки о намерениях ученого и бывшего депутата. А у редакции местной «Пармы» - единственной государственной газеты в Пермском крае – своя вполне современная история. Много лет ее возглавлял профессионал Сергей Власов. Местным властям он не нравился: слишком самостоятельный. Осенью 2009 года глава округа - министр правительства края Игорь Быкариз в грубой форме предложил Власову уйти с должности главного редактора. Сейчас Сергей вместе с группой единомышленников выпускает независимую газету «Ракурс». После Власова редакцию «Пармы» несколько месяцев возглавляла бывший заместитель - Ольга Радостева. Открытая, прямая. За это и поплатилась. После отстранения от должности не осталась даже в редакции. Весной 2010 года главным редактором «Пармы» был назначен специалист отдела земельных отношений администрации города Кудымкара Дмитрий Зидляев. Какой он журналист и главный редактор, понятно из приведенной истории с письмом и публикацией. Местными властями руководителю подконтрольного издания было поручено направить запрос в медицинское учреждение, учреждению – дать ответ. Затем электорат заботливо «проинформировали». Проще говоря, приступили к манипулированию. Это мнение подтверждает такой факт: всем главным редакторам издающихся в Кудымкаре газет, кроме «Ракурса», было предложено перепечатать эту информацию из «Пармы». За деньги. Все отказались! …Последние несколько лет с грустью наблюдаю за судьбами людей, далеких от нашей профессии, но по чиновному капризу назначенных руководителями редакций газет или телекомпаний. Их используют в очень сомнительных целях, а потом просто выбрасывают в «никуда». Так было в Березниках, Чусовом, Чердыни, Уинске… Так будет.

ЯНВАРЬ, 6
Виктор Дмитриев
В ФЗГ поступила информация о том, что Оренбургский областной суд определил срок наказания для всех лиц, виновных в покушении на убийство главного редактора «Бузулукских новостей» Виктора Дмитриева. Напомним, что суд установил, что 1 декабря 2006 года по заказу коррумпированных чиновников было организовано покушение на главного редактора газеты «Бузулукские новости» Виктора Дмитриева. Он получил шесть огнестрельных ранений (см. монитор за апрель 2008 года, март, июль 2009 года, июль, декабрь 2010 года). Месяц назад суд уже вынес приговор в отношении Ильгиза Гарипова - 3,5 года лишения свободы. Двое других участников покушения, которые подались в бега, продолжают находиться в федеральном розыске. Суд решил не дожидаться поимки беглецов и назначил им наказание. Поскольку коллегия присяжных уже признала их виновными. 29 декабря 2010 года суд вынес приговор: Руслану Имангулову - 11 лет, Святославу Федорову - 12,5 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. Они, как и И. Гарипов, - бывшие сотрудники милиции, участвовавшие в боевых действиях в Чечне. По сообщению прокуратуры Оренбургской области, гособвинитель обжаловал решение областного суда только в отношении И. Гарипова, поскольку наказание, вынесенное областным судом, не соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного им преступления, личности осужденного.

ЯНВАРЬ, 7
Дмитрий Дерунец
Неизвестные избили в Москве спортивного журналиста Дмитрия Дерунца, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источники в правоохранительных органах. По словам собеседников агентства, рано утром на Дерунца, который накануне отмечал свой день рождения, напали несколько человек. В результате журналист получил сотрясение мозга и перелом скулы, и с этими травмами был госпитализирован в Институт скорой помощи имени Склифософского. Его жизни ничто не угрожает. Дерунец находится в сознании. Дмитрий Дерунец был корреспондентом отдела информации и спорта «Новой газеты», а также в ежемесячном футбольном журнале «2х45». С января 2003 года является сотрудником канала «ТВ-Центр», а также сотрудничает с «Радио Спорт».

ЯНВАРЬ, 9
Павел Барабанщиков
В Пензе милицией задержан участник пикета против политических преследований активистов оппозиции. Акция проходила возле входа в УВД по городу Пензе, продлилась ровно пять минут и была прекращена дежурным, выбежавшим из здания. Милиционер вырвал у пикетчика плакат и поволок его в дежурную часть. Под горячую руку попал и редактор областной газеты «Баррикада» Павел Барабанщиков, который стоял на другой стороне улицы и фотографировал публичное мероприятие – его тоже задержали. Участника пикета и журналиста завели в помещение, заставили вынуть сотовые телефоны и их отключить. Дежурный сказал подождать, к вам, мол, сейчас спустятся. Ожидать пришлось полчаса. Затем «пленных» было решено сфотографировать и опросить каждого в отдельности. Опрос каждого длился около часа, после чего задержанных отпустили.

ЯНВАРЬ, 10
Андрей Рысев
Вечером в Санкт-Петербурге возле дома 68 на Невском проспекте были задержаны четверо градозащитников и корреспондент интернет-издания «Когита!ру» Андрей Рысев. Активисты организации «Живой город» из Петербурга и Архнадзора из Москвы наклеивали на забор, выстроенный вокруг ремонтируемого дома, лозунг «Спасём город», когда их задержала милиция. Вместе с ними был задержан корреспондент портала Андрей Рысев. Как сообщил после освобождения в 0 часов 40 минут Андрей Рысев, в милиции его и четверых молодых людей продержали больше двух часов. Всем участникам акции инкриминировали нахождение на проезжей части и «создание помехи в движении транспорта» и штраф до 300 рублей.

ЯНВАРЬ, 10
«Народная газета»
В Сочи (Краснодарский край) по факту взрыва в редакции «Народной газеты» возбуждено уголовное дело. Доказательства взрыва в редакции сочинской «Народной газеты» настолько очевидны, что милиция была вынуждена возбудить уголовное дело. Руководство издания связывает произошедшее с профессиональной деятельностью. «Поначалу возбуждать дело не хотели. Но все слишком явно: на месте пожара обнаружены бутылочные осколки, выбиты оконные рамы, взрывной волной вынесло металлическую дверь, – рассказал главный редактор «Народной газеты» Илья Неделько. – В последнее время мы выдали несколько острых публикаций. Уверен, что взрыв и пожар связаны именно с этим». Напомним, ЧП в «Народной газете» случилось около четырех утра 31 декабря. Сгорела оргтехника и компьютеры, документы, мебель, архив и новый тираж газеты. Местные жители сообщили, что слышали громкий хлопок и видели двух убегающих людей (см. монитор за декабрь 2010 года). Впоследствии на месте пожара были обнаружены осколки бутылки, в которой, очевидно, находилась горячая жидкость. Сочинский уголовный розыск начал опрос свидетелей. Учредителем «Народной газеты» является депутат горсобрания Сочи Татьяна Черновалова. В последнее время издание освещало острые темы. Одной из основных было незаконное строительство полигона твердых бытовых отходов в междуречье рек Хобза и Буу.

ЯНВАРЬ, 11
Лидия Ртищева
Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону оправдал Лидию Ртищеву, в течение пяти лет возглавлявшую областную газету «Молот». Уголовное дело в отношении главного редактора было возбуждено по требованию областной прокуратуры, проводило расследование Главное следственное управление ГУВД области. В обвинительном заключении, поддержанном в суде прокуратурой, Ртищевой вменяется незаконное получение денежного вознаграждение из средств, поступивших от продажи рекламных площадей в газете. Прокуратура и следствие сочли, что редактор и одновременно директор Государственного унитарного предприятия «Редакция газеты «Молот» Лидия Ртищева использовала свои полномочия вопреки законным интересам предприятия. Интересы «потерпевшей стороны» на суде представлял главный бухгалтер «Молота» Андрей Науменко. Однако Ртищева представила в суд доказательства того, что «законные интересы» редакции и ГУП в результате ее деятельности никак не пострадали, напротив, поступления от рекламы существенно выросли. Не говоря уже о том, что газета стала возвращать себе былую популярность благодаря большим изменениям в тематике издания, содержании и форме подачи материалов. Возросло и число подписчиков. Что же касается рекламного гонорарного фонда, то он существовал в газете уже задолго до прихода в «Молот» редактора Ртищевой. Ленинский районный суд, не усмотрев в действиях теперь уже бывшего редактора Ртищевой уголовно наказуемых деяний, ее оправдал. Учитывая, что оправдательных приговоров в российских судах не больше 10% от общего количества рассматриваемых дел, можно считать это победой истинного правосудия над «обвинительным уклоном» российской Фемиды, которая почему-то особенно пристрастно относится к средствам массовой информации.

ЯНВАРЬ, 11
Наталья Архипцева
Таганский суд Москвы приступил к рассмотрению дела о нападении на журналистку телеканала Russia Today Наталью Архипцеву. На скамье подсудимых - уроженец Санкт-Петербурга, бизнесмен Сергей Виролайнен. Суд должен избрать меру наказания в отношении предпринимателя, который напал на редактора телеканала с травматическим пистолетом, будучи в состоянии алкогольного опьянения. С. Виролайнену предъявлено обвинение по двум статьям УК РФ – «Хулиганство» и «Причинение вреда здоровью». Инцидент произошел 9 октября 2010 года в московском ресторане «Прадо» на Славянской площади, где бизнесмен находился вместе со своими товарищами. С.Виролайнен оскорблял посетителей заведения, в том числе и журналистку Н. Архипцеву. Когда женщина сделала предпринимателю замечание, С. Виролайнен достал травматический пистолет и выстрелил в журналистку. Н.Архипцеву доставили в клиническую больницу Москвы №29 с ранением левой лодыжки. Бизнесмен был задержан прибывшим на место происшествия нарядом милиции, а впоследствии отпущен под подписку о невыезде. Расследование преступления было взято под особый контроль руководства МВД (см. монитор за октябрь, декабрь 2010 года).

ЯНВАРЬ, 11
Сергей Чазов, Андрей Некрасов
Участница одиночного пикета в защиту Бориса Немцова в Ижевске задержана вместе с журналистами, освещавшими акцию. Группа немедленного реагирования МВД по Удмуртской Республике прибыла спустя полчаса после начала одиночного пикета ижевской журналистки Софьи Русовой, стоявшей у здания правительства Удмуртии с плакатами «Свободу Борису Немцову!» и «Или модернизация, или политические аресты!». Софью Русову, а также корреспондентов ИА «День» Сергея Чазова и Андрея Некрасова доставили в Октябрьский ОВД Ижевска. Как сообщил Сергей Чазов, в разговоре с ним сотрудники милиции отрицали сам факт их задержания, однако уйти задержанным не давали. Физической силы к участнице акции и журналистам не применялось, обысков и изъятия личных вещей не проводилось. Для защиты своих прав задержанные уже вызвали адвоката.

ЯНВАРЬ, 11
Анастасия Бабурова
В Московском городском суде начался процесс над Никитой Тихоновым и Евгенией Хасис, которых обвиняют в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Они были застрелены выстрелами в упор 19 января 2009 года в центре Москвы, когда возвращались с пресс-конференции, на которой адвокат потребовал возобновления уголовного преследования освободившегося из заключения офицера, осужденного ранее за убийство чеченской девушки. Преступник подошел к ним сзади и выстрелил Маркелову в затылок. Бабурова сделала несколько шагов вслед за убийцей, который повернулся и выстрелил ей в голову, после чего скрылся. С. Маркелов погиб на месте, а тяжело раненую А. Бабурову доставили в больницу, где она через несколько часов скончалась, не приходя в сознание (см. монитор за январь 2009 года). В начале ноября 2009 года в ходе спецоперации сотрудники правоохранительных органов задержали подозреваемых в совершении преступления - Евгению Хасис и Никиту Тихонова. «Следственно-оперативной группой были изъяты и тщательно изучены все записи с камер наблюдения, установленных как и на самой улице Пречистенка, где были убиты Маркелов и Бабурова, так и на прилегающих к ней улицах, а также со входа в вестибюль станции метро «Кропоткинская», на которую спустился стрелявший после совершения убийства. Следователи и оперативники в ходе расследования отработали множество версий совершенного преступления. Именно кропотливая работа следователей и оперативных сотрудников по изучению и анализу информации о лицах, совершавших преступления, связанные с действиями, направленными на возбуждение ненависти и вражды по признакам расы и национальности позволило следствию выйти на Тихонова и Хасис», - рассказал журналистам РИА Новости официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. Он сообщил также, что «к расследованию этого резонансного преступления были привлечены лучшие следователи и криминалисты Следственного комитета, оперативные работники ФСБ и МВД России». По данным следствия, преступление обвиняемые совершили в связи с активным участием Маркелова в антифашистском движении и осуществлением им профессиональной деятельности по защите лиц, придерживающихся антифашистской идеологии. Основным фигурантом по делу проходит Н. Тихонов, который обвиняется по статье 105 УК РФ («Убийство») и по статье 222 УК РФ («Незаконный оборот оружия»). Е. Хасис обвиняется в соучастии в убийстве. Она полностью отказывается от предъявленных обвинений, а Тихонов отвергает обвинение в убийстве и соглашается только с незаконным оборотом оружия. Уже известно, что рассмотрение дела об убийстве С. Маркелова и А. Бабуровой состоится в открытом режиме с участием присяжных заседателей. Отбор коллегии присяжных назначен на 27 января. В этот день суд должен будет выбрать 12 основных и как минимум двоих запасных присяжных, с участием которых будет рассмотрено дело. Адвокат Владимир Жеребенков, представляющий интересы родителей Анастасии Бабуровой, заявил журналистам газеты «Московский комсомолец»: «на первый взгляд, работа проведена хорошо, обвинение обосновано и суду предоставлено достаточное количество доказательств вины Тихонова и Хасис».

ЯНВАРЬ, 11
Газета «Справедливая Россия»
По информации пресс-службы избирательной комиссии Курской области от 11 января, на территории региона пресекается распространение незаконных агитационных материалов. «В настоящее время на территории Курской области имеют место факты незаконного распространения листовок и газет с признаками предвыборной агитации. Избирательная комиссия Курской области обратилась в Управление внутренних дел по Курской области с целью пресечения распространения и изъятия тиражей печатной продукции, установления её происхождения и привлечения к ответственности лиц, причастных к ее изготовлению и распространению», - говорится в сообщении. Как сообщает председатель избирательной комиссии Курской области Галина Заика, на территории области зафиксированы факты распространения выпуска газеты «Справедливая Россия», в которой содержатся материалы агитационного характера. В ответ пресс-служба «Справедливой России» обвинила Избирком Курской области в том, что он «работает на «Единую Россию». Ситуацию комментирует депутат фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Олег Михеев: «Мы считаем решение избирательной комиссии Курской области и действия сотрудников милиции Курской области абсолютно незаконными. В федеральном выпуске газеты «Справедливая Россия» №17, которая была распространена на абсолютно законных основаниях, содержался отчет о деятельности фракции «Справедливой России» в Государственной Думе за 2010 год. Также там была конструктивная критика партии «Единая Россия», которую мы постоянно озвучиваем с трибун и в СМИ». Подчеркивается, что в федеральном выпуске газеты «Справедливая Россия» не содержится никакой предвыборной агитации и даже любых упоминаний о Курской области. Это обычный выпуск газеты, в других регионах этот выпуск распространяется в обычном режиме и без каких-либо претензий со стороны правоохранительных или контролирующих органов. Заявление о фактах незаконного изъятия тиража 11 января было направлено в прокуратуру Курской области.

ЯНВАРЬ, 11 - 19
Надежда Низовкина, Татьяна Стецура
В Улан-Удэ (Республика Бурятия) 11 января перед судом предстали журналистки Надежда Низовкина и Татьяна Стецура. Им инкриминируется разжигание ненависти к трем социальным группам – представителям армии, милиции и следственных органов. Журналист газеты «Свободное слово» Н. Низовкина и редактор газеты «Всему наперекор» Т. Стецура были задержаны около 16 часов 31 декабря, когда направлялись на разрешенный властями митинг в защиту свободы собраний. Накануне им вынесли очередное прокурорское предупреждение о «недопустимости экстремистских действий». Задержанных доставили в Советский суд города Улан-Удэ, где судья Левандовская вынесла постановление о взятии их под стражу сроком на два месяца - в качестве меры пресечения (см. монитор за май 2009 года, декабрь 2010 года). Уголовное дело против журналисток тянется с весны 2009 года. Его возбудили после того, как они распространили листовки, в которых день 23 февраля был назван «Праздником геноцида». В листовках сообщалось, что в результате сталинской депортации «были высланы целые нации: чеченцы, ингуши, крымские татары, калмыки, немцы, финны, латыши, литовцы, поляки, болгары, армяне, турки, курды». Низовкина и Стецура на процессе защищают себя сами. Однако 12 января судья получила ответ от коллегии адвокатов Бурятии, в котором сообщалось, что Надежда Низовкина лишена статуса адвоката «за нарушения», поэтому вопрос с адвокатом вскоре может вновь возникнуть, хотя, по словам бурятского журналиста Кирилла Зайченко, обвиняемые планируют и далее защищать себя сами. «Они отказываются от адвокатов, и при этом они уверены, что приговор будет обвинительный и максимально жесткий - 2 года лишения свободы. Сколько и просит прокуратура. На следующих заседаниях подсудимые будут опрашивать своих свидетелей сами» - рассказал К. Зайченко корреспонденту ФЗГ. Советский районный суд города Улан-Уде вынес 19 января обвинительный приговор активисткам партии «Демократический союз» и «Солидарности» Надежде Низовкиной и Татьяне Стецуре. Судья Ирина Левандовская наказала девушек, вынеся им штраф по 100 000 рублей на каждую. Надежда и Татьяна находятся на свободе и благодарят всех, кто участвовал в кампании по их защите. Будучи квалифицированными юристами, они отказались от адвокатов и защищали себя сами. 31 декабря девушки отказались дать суду подписку о невыезде и были помещены в СИЗО. Кампания в защиту бурятских узниц началась по всему миру. Известная правозащитная организация «Международная амнистия» признала их узниками совести.

ЯНВАРЬ, 12
Программа «Новости культуры - Южный Урал»
Программа «Новости культуры - Южный Урал», четыре года выходившая в эфире ВГТРК, похоже, прекращает свое существование. С начала 2011 года не вышла ни одна передача, а за весь прошлый год, как утверждают в Челябинской гостелерадиокомпании, ее производство принесло только убытки. Дирекция ГТРК «Южный Урал» тянула с ее закрытием до декабря, проявляя чудеса изворотливости, и умудряясь находить деньги на зарплату сотрудникам. На всероссийском канале «Культура», где выходят со своими выпусками южноуральские «Новости культуры», запрещены любая реклама и упоминание спонсоров. Предыдущие годы программа существовала на гранты экс-губернатора, ныне уже покойного Петра Сумина, разумеется, выделяемые из бюджетной корзины. «Мы попытались заполучить грант в одном всероссийском конкурсе, - рассказывает директор ГТРК «Южный Урал» Василий Платонов, - но увы, потерпели поражение. Большинство грантов досталось Москве, в пользу столичного окультуривания, на регионы пришлись крохи, всего 12 процентов от объемов». Более месяца назад письмо руководства ГТРК «Южный Урал» с просьбой помочь было отправлено в министерство культуры Челябинской области и вице-губернатору Вадиму Евдокимову. Но никакого ответа не последовало. Власти предпочитают хранить молчание. Канал «Культура» для повтора во всероссийском эфире охотно брал сюжеты челябинских культурологов и журналистов про оркестр «Малахит», ансамбль танца «Урал», приму-балерину Татьяну Предеину, конкурс Глинки, Аркаим, экспозиции краеведческого музея, скульптора Виктора Митрошина. Именно этот контент, говорят искусствоведы, способен изменить впечатление о Челябинске. Но, судя по ситуации, такой культурологический контент не нужен. Цена вопроса, особенно, если сравнивать, например, с вертолетом, купленным для нужд губернатора за 280 миллионов рублей, покупкой частного телеканала, нескольких престижных иномарок для администрации Челябинской области, кинотеатра «Родина» за 50 миллионов, кресел в коже и золоте, и все за счет бюджета – крайне ничтожна. Всего-то 2,5 миллиона рублей на год. Но, похоже, именно их могут и не найти в бюджете. Потому что интеллигентные, мягкие люди очень не хотели бы ссориться с властью по этому поводу, и не поднимать вокруг своей персоны шум. Они надеются до последнего, говоря себе: «Но нам ведь еще не отказали…».

ЯНВАРЬ, 12
Светлана Кравченко
В ФЗГ поступил ответ из прокуратуры города Сочи (Краснодарский край) на обращение по поводу угроз, поступавших журналисту газеты «Черноморская здравница» Светлане Кравченко (см. монитор за сентябрь, ноябрь 2010 года). В документе, подписанном первым заместителем прокурора Сочи С. Муратовым, говорится: «В ходе проверки установлено, что 11.06.2010 в прокуратуру Центрального района г. Сочи поступило заявление Кравченко С.Н. о распространении через сеть Интернет угроз убийством и расправой в ее адрес, воспрепятствовании журналистской деятельности, клеветы и оскорблений». По результатам проведенной проверки 26 июня 2010 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления. Далее сообщается: «Изучение материала проверки в прокуратуре Центрального района г. Сочи показало, что принятое решение об отказе в возбуждении уголовного дела от 26.06.2010 является незаконным, в связи с чем 13.12.2010 прокурором района данное решение отменено, материал направлен в ОМ № 24 УВД по г. Сочи для проведения дополнительной проверки, которая до настоящего времени не окончена. О результатах дополнительной проверки и принятом решении заявителю будет сообщено в установленном законом порядке. Кроме того, по факту принятия незаконного решения об отказе в возбуждении уголовного дела, выявленных нарушений требований УПК РФ при проведении проверки по заявлению Кравченко С.Н., прокуратурой Центрального района г. Сочи на имя начальника ОМ № 24 УВД по г. Сочи внесено соответствующее представление об устранении нарушений закона, с требованием о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. До настоящего времени представление не рассмотрено».

ЯНВАРЬ, 12
Вячеслав Голубцов
В ФЗГ поступила информация о том, что губернатор Костромской области Игорь Слюняев добивается возбуждения уголовного дела против редактора газеты «Голос Шарьи» Вячеслава Голубцова. Претензии губернатора вызвала статья Голубцова «И рассказать бы Гоголю», опубликованная в журнале «Журналист». И.орь Слюняев считает клеветой сообщения о том, что на одном из совещаний губернатор поручил своему заместителю прибрать прессу области к рукам. По имеющимся неофициальным сведениям, милиция не спешит с возбуждением уголовного дела, однако в данном случае не исключено использование губернатором так называемого «административного ресурса».

ЯНВАРЬ, 12
Телепрограмма «Картина маслом»
Телепрограмма «Суд времени»
Телепрограмма «Программа передач»
Программу телеведущего Дмитрия Быкова «Картина маслом», которая выходила на петербургском Пятом канале, уже закрыли. Об этом «Росбалту» сообщил сам журналист. В настоящее время он ведет переговоры о переносе ее на другую площадку. «То, что эта программа продержалась на Пятом канале почти год, стало для меня большим сюрпризом. Все это время мы пребывали в состоянии, которое я бы назвал плаванием со связанными руками. Нам постоянно приходилось что-то доказывать, убеждать, что это не надо вырезать, выкраивать на монтаже», - рассказал Д. Быков. Кроме того, на Пятом канале закрыты программы Николая Сванидзе «Суд времени» и Светланы Сорокиной «Программа передач».

ЯНВАРЬ, 12
Газета «Московский комсомолец» в Воронеже»
В ноябре прошлого года в суд Центрального района Воронежа поступил иск от бывшей федеральной судьи Аллы Казьминой о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ответчиками были названы Следственный комитет при прокуратуре по Воронежской области, Следственный комитет при Генеральной прокуратуре и редакция газеты «Московский комсомолец» в Воронеже». В октябре 2006 года в отношении Аллы Казьминой, занимавшей тогда должность федерального судьи Эртильского района (Воронежская область), было возбуждено уголовное дело по статье 305 УК РФ («Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта, связанное с вынесением незаконного приговора суда к лишению свободы или повлекшее иные тяжкие последствия»). Уголовное преследование длилось в течение пяти лет. В 2009 году, как утверждает истица, газета «МК» в Воронеже» опубликовала информация Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Воронежской области о том, что в ее отношении было предъявлено обвинение, а дело направлено в суд. Однако самой публикации в газете бывшая судья не видела: о выходе материала с такой информацией ей рассказывали знакомые. В итоге в марте 2010 года Верховный суд РФ вынес Казьминой оправдательный приговор. Бывшая судья решила воспользоваться правом на реабилитацию и, по ее словам, обратилась в «МК в Воронеже» с требованием опубликовать опровержение. В редакции ей было отказано, так как ни истица, ни сотрудники не смогли найти публикацию, которую требовалось опровергнуть. В результате Алла Казьмина обратилась в суд, где потребовала взыскать с СКП по Воронежской области, СК Генпрокуратуры и редакции газеты «МК» в Воронеже» 200 000 рублей за причиненный моральный ущерб и 100 000 – за вред, нанесенный ее деловой репутации. Суд Центрального района Воронежа на первом же заседании вынес решение отказать истице во всех ее требованиях.

ЯНВАРЬ, 12
Дмитрий Борко
Неустановленный сотрудник милиции в грубой форме пытался выгнать корреспондента «Граней-ТВ» Дмитрия Борко из здания Тверского районного суда Москвы, где проходит рассмотрение апелляционной жалобы члена бюро движения «Солидарность» Бориса Немцова на свой арест. Об этом сообщил сам Борко.

ЯНВАРЬ, 13
Алексей Салов
Владимирский журналист Алексей Салов не вымогал деньги и не порочил честь и репутацию депутата Госдумы Григория Аникеева. Уголовное дело в отношении журналиста прекращено ввиду отсутствия состава преступления. В мае 2010 года А. Салова задержали по подозрению в вымогательстве. Якобы, обладая информацией, компрометирующей богатейшего человека области, единоросса Аникеева, за ее неразглашение Салов требовал 100 тысяч рублей (см. монитор за май 2010 года). Однако подозрения депутата-бизнесмена не подтвердились, и 8 месяцев спустя дело закрыли. Более того, политику-миллионеру отказали и в возбуждении второго дела - по факту публикации Саловым информации, которая якобы порочит его честь и деловую репутацию. В критических материалах Салова о богатейшем человеке региона следствие не нашло ничего криминального. Впрочем, Аникеев может еще оспорить отказ в возбуждении уголовного дела.

ЯНВАРЬ, 13
СМИ Москвы
В Москве задержана участница одиночного пикета в поддержку тюменского преподавателя Андрея Кутузова, обвиняемого в экстремизме. Участницу пикета и троих журналистов задержали на Лубянской площади люди в штатском. Они, не представившись, отвели пикетчицу и журналистов в приемную ФСБ, где переписали их паспортные данные. Через некоторое время за ними приехали милиционеры из ОВД «Мещанское». Журналистов милиционеры отпустили прямо с порога ОВД, признав их неучастие в пикете.

ЯНВАРЬ, 13
Все СМИ
В 25-ти странах мира - в том числе в России - в 2010 году ухудшилась ситуация с соблюдением демократических стандартов и гражданских свобод. Об этом говорится в ежегодном докладе организации Freedom House об уровне свободы в мире. Среди стран, где ситуация ухудшилась, - также Китай, Иран, Венесуэла. Украина, ранее относившаяся к числу «свободных» стран, теперь оценивается как «частично свободная». Напротив, улучшилась ситуация в Киргизии, где в прошлом году были проведены, по оценке Freedom House, относительно свободные выборы. Всего, по данным организации, только 115 из почти 200-т государств мира сейчас можно охарактеризовать как демократические. Пятый год подряд их число сокращается.

ЯНВАРЬ, 13
РЕН-ТВ
В Правобережном суде Липецка рассмотрен гражданский иск сотрудников ОБ ППС УВД по городу Липецка Геннадия Звонилова и Олега Наумова о защите чести, достоинства и деловой репутации, компенсации морального вреда в размере одного рубля (см. монитор за октябрь 2010 года). Дело завершилось в пользу милиционеров. Сведения о фактах недостойного поведения сотрудников ОВД 9 мая 2010 года в Сокольском парке города, распространенные Юлией Докукиной в телепередаче «Справедливость» на канале РЕН-ТВ признаны несоответствующими действительности. Из восьми фраз, которые милиционеры просили признать порочащими их честь и достоинство, суд признал таковыми только три: «Послал меня на три буквы», «Тебе сейчас пришьют статью, так как ты ударила меня при исполнении», «Он показал средний палец через решетку». Судебным решением предписано взыскать с Докукиной в пользу Звонилова и Наумова компенсацию морального вреда в размере одного рубля каждому. Напомним, что инцидент, в котором были замешаны сотрудники милиции, произошел 9 мая 2010 года. Тогда Юлия Докукина с мужем и 4-летней дочерью Алиной, в компании друзей, отдыхала в парке Сокольских металлургов. К ним подошли двое сотрудников ППС, которые, согласно показаниям Юлии Докукиной и заключению судебно-медицинской экспертизы, причинили им телесные повреждения, после чего забрали мужчин в милицию. Милиционеры в свою очередь заявили, что действовали в рамках своих должностных обязанностей, а женщины были пьяны.

ЯНВАРЬ, 13
Газета «Томикс»
«Подарком» к профессиональному празднику для некоторых владимирских журналистов стал суд. Именно в День российской печати стартовал судебный процесс по иску мэра Александра Рыбакова к издательскому дому «Томикс». Поводом для иска стала публикация статьи «Улов городничего Рыбакова», в которой, по мнению истца, содержатся не соответствующие действительности и порочащие его сведения. Градоначальник не требует от «Томикса» компенсации морального ущерба - всего лишь хочет опровержения информации, изложенной в статье. О том, как он приобрел квартиру в элитном доме, о том, что в пресловутый «владимирский холодец» отреагировал на стенания замерзающих горожан лишь на 5 день, а еще ему не понравились рассуждения журналистов о фонтане за 32 миллиона, об освоении коммунальных денег и о том, как себя чувствует в городе малый бизнес. Все это, по мнению Рыбакова, нанесло удар по его чести, достоинству и деловой репутации.

ЯНВАРЬ, 14
Валентина Пичурина
В ФЗГ обратилась журналистка из Кургана Валентина Пичурина. Она сообщила: «Я была на пресс-конференции губернатора, посвященной Дню российской печати. Правда, вопросы мне задавать не разрешили. Когда пресс-служба приглашала, то так и заявила: «Мы вас приглашаем в качестве освещающего журналиста. Вопросы задавать вы не будете». Как оказалось, пресс-конференция была организована для руководителей СМИ, а корреспондентов усадили вдоль стен «освещать событие». Новый формат, новые технологии, инновации… Это сейчас модно».

ЯНВАРЬ, 14, 25
Валентина Шепелева
В ФЗГ обратилась журналистка из Кургана Валентина Пичурина. Она сообщила, что Курганский городской суд не нашел нарушений закона в действиях губернатора Курганской области Олега Богомолова, уволившего без объяснения причин редактора районной газеты «Голос целинника» Валентину Шепелеву (см. монитор за октябрь 2010 года). Ее уволили без предупреждения. 19 августа в 8 часов 15 минут в ее кабинет вошли трое: заместитель председателя Комитета по печати и средствам массовой информации Курганской области Алексей Васенев, заведующая сектором финансово-экономической работы Комитета Ирина Тихонова и старший инспектор по кадрам Жанна Назарова. Господин Васенев положил перед Шепелевой диктофон и под аудиозапись зачитал распоряжение губернатора, которое так и называлось «О Шепелевой». Распоряжение было коротким. Ссылаясь на региональный закон «Об управлении государственным имуществом Курганской области», Олег Богомолов обязывал «прекратить действие трудового договора от 6 мая 2006 года, освободить от занимаемой должности, уволить 18 августа 2010 года Шепелеву Валентину Сергеевну, редактора Государственного учреждения «Редакция «Голос целинника», пункт 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации». После оглашения «приговора» Васенев потребовал отдать печать и ключи от редакции, после чего «тройка» удалилась. Редактор обратилась в суд, который пришел к выводу, что губернатор поступил законно, он имеет все основания прекратить трудовой договор с руководителем по своему усмотрению, и при этом не обязан отчитываться, почему он это сделал. По мнению В. Шепелевой, гонения на нее начались в 2008 году с публикации в газете «Голос целинника» статьи коммуниста Григория Паклина под рубрикой «Есть мнение», в которой читатель раскритиковал прошедшие выборы в Государственную думу. Однопартийцы Шепелевой из «Единой России» не простили ей выступление пенсионера и исключили из своих рядов. Вскоре после исключения из партии Комитет по печати и СМИ устроил в редакции «Голос целинника» проверку финансово-хозяйственной деятельности. Проверка выявляет «грубые нарушения финансовой дисциплины». Однако история еще не закончена. На днях Валентина Шепелева получила из суда копию представления прокурора города Кургана Андрея Оборока в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда, который просит решение Курганского городского суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда под председательством Николая Мочегаева (заместитель председателя облсуда) 25 января рассмотрела кассационную жалобу Валентины Шепелевой на решение Курганского городского суда, который признал ее увольнение законным. Судебная коллегия отменила решение Курганского городского суда и вернула дело на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе.

ЯНВАРЬ, 14
СМИ Забайкальского края
Традиционный фестиваль забайкальской прессы «Регион-Медиа-2010» прошел 14 января в Чите. После чествования и награждения лауреатов фестиваля начался «круглый стол» на тему «Забайкальские СМИ: жить, выживать или развиваться?». Специалисты Роскомнадзора, антимонопольной службы, представители прокуратуры проанализировали типичные нарушения законодательства о СМИ, рекламе, персональных данных, ответили на вопросы и выслушали предложения о более тесном сотрудничестве. По итогам разговора участники фестиваля поручили Правлению регионального отделения «Союза журналистов России» направить в Государственную Думу РФ обращение с просьбой урегулировать сложившуюся ситуацию вокруг автономных учреждений как формы существования муниципальных СМИ и системы госзаказов на информационные услуги. Затем фестиваль продолжил свою работу в формате мастер-классов на двух площадках. В редакции газеты «Забайкальский рабочий» - для системных администраторов и редакторов сайтов, и в КДЦ «Родина» - для журналистов. Здесь состоялся разговор о свободе и финансовой независимости местной прессы, новых технологиях СМИ, социальной деятельности СМИ как возможности для их финансового развития. В разговоре приняли участие заведующий кафедрой журналистики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета Владимир Тихомиров, директор общественного учреждения Агентство социальной информации «Социнформ» Марина Метелева, заместитель директора экологического центра «Даурия» Александр Сапрыгин. Также прошла презентация нового информационного портала ZabKrai.ru, с помощью которого региональное отделение «Союза журналистов России» и АСИ «Социнформ» приступили к реализации социального благотворительного проекта по созданию сайтов районных газет «Гласность - дорога к гражданскому обществу» (редакции муниципальных газет получат и необходимую консультационную помощь по их дальнейшему администрированию). Также представители районной прессы приняли решение об организации Ассоциации редакторов районных газет Забайкальского края. Первый фестиваль региональной прессы состоялся 5 мая 2000 года. В нем приняли участие более 200 человек. С 2004 года при поддержке учредителей фестиваля - администрации Читинской области, Читинской областной думы и других административных органов - фестиваль стал проводиться ежегодно.

ЯНВАРЬ, 14
Екатерина Силина
По факту пропажи несовершеннолетней Екатерины Силиной, являющейся корреспондентом ИА REX, следственными органами возбуждено уголовное дело. По имеющейся информации, накануне исчезновения журналист предупреждала родных и близких о том, что ей может грозить опасность. «В случае если под любым предлогом нас будут уверять, что она куда-либо уехала, она просила не верить этому и тут же сообщить в милицию», - рассказала корреспонденту ИА REX знакомая Силиной. О пропаже шестнадцатилетней Екатерины Силиной стало известно 14 января 2011 года. Последний раз ее видели 13 января 2011 года в Москве возле факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова около 21 часа. Е. Силина готовила для ИА REX материалы о работе новых московских властей, затрагивала проблемы агропромышленного комплекса, кроме того, в редакции она отвечала за работу с блогами – собирала информацию о работе чиновников. Сотрудничала журналистка и с другими изданиями, хотя еще только училась на подготовительных курсах факультета журналистики МГУ. Дело о пропаже журналистки взял под личный контроль председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев. Он обратился к главе Следственного комитета Александру Бастрыкину с просьбой о содействии в оперативном, полном и всестороннем расследовании дела.

ЯНВАРЬ, 14
Информационное агентство «Север-Медиа»
Газета «Панорама столицы»
Виктор Еремин
Известный юрист, член политсовета Коми регионального отделения партии «Единая Россия» Сергей Гобанов подал в Сыктывкарский городской суд иск о защите чести и достоинства. В качестве ответчиков он просит привлечь члена ТСЖ «Весна» Екатерину Ясинскую, информационное агентство «Север-Медиа», редакцию газеты «Панорама столицы» и ее журналиста Виктора Еремина, а также …Коми региональное отделение партии «Единая Россия». В мае 2009 года в региональную общественную приемную партии «Единая Россия» поступило открытое письмо от 24 членов товарищества собственников жилья «Весна». В нем сообщалось, что Сергей Гобанов вмешивался в деятельность ТСЖ «Весна». При этом Гобанов, превышая служебные полномочия, размахивая удостоверением Общественной палаты Коми, прикрываясь партией «Единая Россия», агрессивно принуждал перейти дом по улице Весенняя, 4 под управление управляющей компании ООО «Город», в которой Гобанов является директором, что идет наперекор воли собственников дома. В целом претензии к «единороссу» и на тот момент члену Общественной палаты РК потянули на две с лишним страницы. С. Гобанов счел, его обвинили в совершении уголовного преступления, а сами сведения носят унизительный характер. И подал иск, где сообщил о том, что в письме содержатся сведения, не соответствующие действительности. Но поскольку в распространении этих сведений не обошлось без участия руководителя Коми регионального отделения партии «Единая Россия» Романа Зенищева, а некоторые СМИ, не проверив информацию, придали их публичной огласке, то истец вынужден их всех привлечь в качестве соответчиков. В том числе и КРО партии «ЕР». В своем иске Сергей Гобанов просит взыскать в качестве возмещения морального вреда 100 000 рублей с главного инициатора письма Екатерины Ясинской, столько же с ООО «Информационное агентство «Север-Медиа» (владелец «Бизнес-новости РК»), по 50 000 с редакции «Панорама столицы» и журналиста Виктора Еремина и 300 000 рублей с КРО партии «Единая Россия».

ЯНАРЬ, 16
Евгений Федотов
Убийца забайкальского журналиста предстанет перед судом. Следственными органами Следственного комитета по Забайкальскому краю завершено расследование уголовного дела в отношении 35-летнего жителя города Бишкека республики Кыргызстан, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статье 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего»). Читинского журналиста Евгения Федотова не стало в конце октября 2010 года. С 1997 года он работал корреспондентом газеты «Экстра», с 2001 года – еженедельника «Эффект». В последние годы ушел «в свободное плавание», сотрудничал со многими читинскими СМИ. По иронии судьбы специализировался на криминальных темах. Не боялся «совать нос «куда не надо, где опасно и «пахнет жареным». Один из создателей криминальной газеты «Дело №». Лауреат премии губернатора Читинской области «За добросовестный труд и большой личный вклад в развитие средств массовой информации» (2001 год). Автор повестей «Чем черт не шутит», «Роковая женщина», «Демон», «Пари», «Только мой». Евгений умер 27 октября в одной из городских больниц, куда был доставлен с диагнозом «черепно-мозговая травма» (см. монитор за ноябрь 2010 года).

ЯНВАРЬ, 16
СМИ Приморского края
Анатолий Табачков
Людмила Брызгалина
Руководитель Творческой ассоциации журналистов Приморского края. Сергей Буллах многие годы был главным редактором наиболее массовой газеты Приморья «Владивосток». Это было востребованное независимое общественно-политическое издание, в котором сложился высокопрофессиональный коллектив журналистов. И он же стал первым редактором в крае, немедленно уволенным в новогодние праздники два года назад, когда издание перешло в руки нового мэра Владивостока Игоря Пушкарёва. Сейчас история с увольнением журналистов «Владивостока» в новогодние праздники становится недоброй традицией издания. С. Буллах рассказал: « Это был год глубокой депрессии и деструктивных изменений. Главным образом, в том, что касается печатных СМИ. Районные и городские СМИ деградируют очевидно. Одновременно со снижением общего уровня началось, точнее, продолжилось планомерное уничтожение остатков профессиональных управленцев СМИ, которые прошли достаточно хорошую школу практики. Под абсолютно беспочвенными предлогами избавились от главного редактора «Находкинского рабочего», члена президиума Творческой ассоциации журналистов Приморского края Анатолия Табачкова, уволена главный редактор газеты «Взморье» Лариса Лайд, уволена главный редактор самой тиражной на сегодня газеты края «Семь дней в Приморье» Людмила Брызгалина. К сожалению, список этот не исчерпывающ. Одновременно к руководству СМИ пришли люди, которые не имеют законченного высшего образования. Это и региональные выпуски «Известий», «Аргументов и фактов», и газеты «Миллионка». Кадровая чехарда – вот как можно охарактеризовать ситуацию на рынке труда в СМИ. Я привел пример главных редакторов, но ведь «запрет на профессию» вкусили не только они. Перед Новым годом сразу шесть наиболее опытных из оставшихся в ЗАО «Владивосток-новости» сотрудников получили «черную метку» - предложение уволиться «по достижению возраста». Ряду журналистов Находки «запрещено чиновниками» занимать какие бы то ни было места в СМИ, сообщает главный редактор «Тихоокеанского комсомольца» и «Дальневосточных ведомостей» Александр Сырцов. Общие тенденции сокращения тиражей сохранились и в нынешнем году. Количество СМИ, закрытых по разным причинам, включая экономические, значительно превысило количество вновь созданных. В частности, перестала выходить популярная газета «Ежедневные новости».

ЯНВАРЬ, 16
СМИ Свердловской области
Традиционный прием, посвященный Дню российской печати, состоялся в резиденции губернатора Свердловской области. Как отметил глава региона Александр Мишарин, в области сформировалось мощное медиа-сообщество. Ежедневно областные типографии печатают свыше 2 миллионов экземпляров газет, при этом около 450 тысяч экземпляров составляет суммарный недельный тираж районных и городских изданий. Активно развивается сегмент информационных агентств - их уже свыше 20, набирает реальную силу сообщество блоггеров. На этом «благополучном» фоне мероприятия некоторым диссонансом выглядело награждение победителей ряда творческих конкурсов: на сцену в основном поднимались представители официальных глашатаев - «Областного телевидения» и «Областной газеты», а также департамента информации самого губернатора. При этом не секрет, что тираж той же «Областной газеты» в минувшем году рухнул на 50 процентов, а руководство своей пресс-службы губернатор был вынужден заменить из-за очевидных имиджевых промахов. Но принцип «награды - своим» остался незыблем... Однако признаем, что все-таки в 2010 году четвертая власть сумела развернуть областную к диалогу. Свидетельство тому - и проведение Первого уральского медиа-форума, и заявление Мишарина о скором выделении журналистам собственного Домжура, и произведенные им замены в руководстве тех же «рупоров» власти, в частности, первым заместителем «Областной газеты» назначен председатель правления местного Союза журналистов Дмитрий Полянин.

ЯНВАРЬ, 16
Роман Никифоров
В Москве недалеко от телецентра «Останкино» убит редактор программы ООО «ТПО Ред Медиа» телевизионно-технического центра ФГУП «Останкино» Роман Никифоров. Его ударили ножом во время драки. Сообщение о потасовке в районе дома 7А по улице 1-я Останкинская поступило в дежурную часть ГУВД 16 января около 21.00. В милицию позвонили прохожие, которые стали свидетелями драки. На месте происшествия сотрудники правоохранительных органов обнаружили труп молодого человека с семью ножевыми ранениями. Погибшим оказался 25-летний редактор программы ООО «ТПО Ред Медиа». Рядом с телом были найдены две палки со следами крови, газовый баллончик и сумка с вещами погибшего. Медицинская экспертиза показала, что смерть мужчины наступила за 10 минут до приезда милиционеров. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ («Убийство»). Проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Холдинг «Ред Медиа», в котором работал Никифоров, специализируется на создании и распространении тематических нишевых телеканалов для спутникового и кабельного вещания и является одним из крупнейших на территории России и стран СНГ производителем тематических каналов, говорится на сайте компании.

ЯНВАРЬ, 17
Газета «Арсеньевские вести»
Газета «Арсеньевские вести» получили исковое заявление от мэра Владивостока о защите чести и достоинства, подрыве его деловой репутации. Иск настолько переполнен перечислением законодательных актов о свободе печати, гарантиях свободы мысли и слова, приоритете прав личности, что суть его понять непросто. 29 сентября 2010 года в газете «Арсеньевские вести» опубликовано письмо Ю. Филатова «Пешеходов надо уважать», содержащее, по мнению И. Пушкарева, заведомо ложные сведения, порочащие честь, достоинство и подрывающие его деловую репутацию: «В вышеуказанной статье автор от моего имени оскорбительно отзывается о жителях города Владивостока. Цитата: «Пушкарев, вплотную занялся тротуарами. В его понимании «человек за рулем – это звучит гордо!» А пешеход – тля, рвань беспортошная, не имеющая права носу высунуть из дома». «Распространенные газетой вышеуказанные сведения не соответствуют действительности и являются порочащими честь, достоинство и деловую репутацию мэра. Я уважительно отношусь ко всем жителям города Владивостока, чту их права и законные интересы. Утверждение, высказанное автором статьи от моего имени, не отражает моего личного мнения, является клеветой в мой адрес и оскорблениями в адрес жителей города. Более того, одной из задач поставленных мною, как главой города Владивостока, является создание в городе Владивостоке достойных условий жизни для всех жителей города». Истец просит «признать не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Пушкарёва Игоря Сергеевича сведения, распространенные редакцией, и обязать редакцию газеты опровергнуть эти сведения путем публикации сообщения о принятом судебном акте».

ЯНВАРЬ, 17
ВГТРК
Известный в прошлом гипнотизер Анатолий Кашпировский пытается взыскать с ВГТРК 200 000 рублей за передачу, в которой утверждалось, что его сеансы гипноза нанесли вред значительному количеству людей. Он обратился в Савеловский суд Москвы с иском к ВГТРК о компенсации морального вреда за трансляцию передачи. Как сообщил Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ) адвокат Кашпировского Сергей Жорин, гипнотизеру не понравилось выступление в эфире телеканала главного психиатра министерства обороны РФ Владислава Шамрея. В феврале 2008 года в телепередаче «Смерти нет. Тайна академика Бехтерева» Шамрей заявил, что Кашпировский наносил вред значительному числу людей и понимал это. Жорин считает, что эти слова являются утверждением о факте, порочащем честь, достоинство и деловую репутацию Кашпировского. «По данному иску проходят два ответчика - ВГТРК и Шамрей. С каждого из них мы требуем взыскать по 200 000 рублей компенсации морального вреда, а также опровергнуть ложные сведения», - пояснил адвокат. По мнению Жорина, порочащий характер утверждений Шамрея состоит в том, что имело место утверждение о совершении истцом нечестных поступков, нарушении им профессиональной этики. «Истец Кашпировский является профессиональным врачом-психотерапевтом, его деятельность направлена на лечение, выздоровление, профилактику заболеваний, в то время как ответчик Шамрей утверждает, что истец умышленно причинил вред здоровью людей», - говорится в исковом заявлении.

ЯНВАРЬ, 17
Юлия Биктимирова
Читинская епархия осталась без пресс-службы после того, как епископ Евстафий уволил сотрудников епархиальной пресс-службы: Юлию Биктимирову и Наталью Халиулину. Ещё 30 декабря епископ уволил сотрудницу пресс-службы Ю. Биктимирову. В ответ руководитель пресс-службы Н. Халиулина подала архиерею заявление об уходе. Видимо, по причине того, что она одна не может справиться со всем объемом работ: обслуживанием сайта епархии, выпуском газеты «Православное Забайкалье» и помощью журналистам других СМИ. Таким образом, Читинско-Краснокаменская епархия осталась без собственной пресс-службы. На звонки журналистов в кабинете пресс-секретаря никто не отвечает.

ЯНВАРЬ, 17
Все СМИ
В Москве два десятка активистов «России молодой» попытались сорвать конференцию члена бюро «Солидарности» Бориса Немцова в Независимом пресс-центре на Пречистенке. Как передает «Эхо Москвы», об этом сообщил активист «Солидарности» Михаил Маглов. По его словам, представители прокремлевского молодежного движения пытались проникнуть на пресс-конференцию, но были выдворены с территории сотрудниками правоохранительных органов. По словам Маглова, на время проведения пресс-конференции милиция выставила вокруг здания пресс-центра оцепление.

ЯНВАРЬ, 17
ИА «Хакасия»
По сообщению ИА «Хакас.Инфо», 30 декабря сайт ИА «Хакасия» перестал быть доступен для пользователей в результате ddos-атаки. Как уверяет его владелица Валентина Устяхина, технические проблемы у нее начались после публикации статьи «Виктор Зимин подсел на металл».

ЯНВАРЬ, 17
Андрей Макогонский
В Горно-Алтайске (Республика Алтай) суд оштрафовал редактора приложения к еженедельнику «Листок» Андрея Макогонского за разглашение персональных данных совершеннолетнего героя одной из заметок. Штраф составил 500 рублей. В начале октября 2010 года в редакцию обратилась пенсионерка, которая жаловалась на действия своего соседа Ананьева, офицера местной таможни. Пенсионерка считала, что таможенник ущемляет её права - там был некий конфликт из-за установки электрического столба для Ананьева на земле пенсионерки. Ее рассказ был записан, принесённые документы изучены, и вскоре в газете «Листок в Горно-Алтайске» появилась заметка об этом инциденте. После этого автора заметки Инну Головачёву сотрудники милиции пригласили в отделение, где взяли у журналиста объяснение на предмет того, зачем она оклеветала Ананьева - тот, как выяснилось, написал заявление о возбуждении уголовного дела по статье 129 УК РФ («Клевета»). И. Головачёва написала в объяснении, что с Ананьевым не знакома и никакого мотива клеветать на него не имела, а изложила в заметке жалобу бабушки. Затем «Листок» получил запрос из местного управления Роскомнадзора с требованием предоставить копию письменного разрешения от гражданина Ананьева на обработку его персональных данных и их разглашение через СМИ. Ссылки на законодательство не возымели эффекта - 23 декабря 2010 года редактор приложения Андрей Макогонский имел беседу по поводу «разглашения персональных данных» с прокурором Горно-Алтайска Еленой Волковой, которая подписала постановление о возбуждении административного производства (см. монитор за декабрь 2010 года). Дело попало к мировому судье, который согласился с прокуратурой, решив, что журналист был обязан получить у Ананьева предварительное согласие на распространение его персональных данных. В итоге редактор Макогонский оштрафован судом за упоминание фамилии и места работы участника инцидента с «неправильным» столбом.

ЯНВАРЬ, 17
Евгений Вышенков
В Санкт-Петербурге радикальные националисты угрожают убийством заместителю директора Агентства журналистских расследований Евгению Вышенкову. Замдиректор АЖУРа Вышенков получил письмо со смертным приговором по почте на адрес своей регистрации. Авторы письма сообщали, что в 2011 году его ждет мучительная смерть. «С новым годом жидовская проститутка! В 2011 году мы убьем тебя и всю твою родню. Это не шутка. Жди. .Смерти будут очень мучительные. БОРН». Послание подписано боевой организацией русских националистов, которую эксперты уже давно признали виртуальной. Аналогичные письма, по данным СМИ, получили также некоторые сотрудники петербургского ГУВД и антифашисты.

ЯНВАРЬ, 18
ТНТ
Пресненский суд Москвы не удовлетворил иск Натальи Мельниковой, которая требовала от телеканала ТНТ три миллиона рублей за показ программы «Секс с Анфисой Чеховой». Н. Мельникова обратилась в суд в августе 2010 года. Девушка заявила, что не давала согласия на трансляцию сюжета со своим участием. К тому же, по ее словам, она даже не знала, что участвует в съемках (см. монитор за август 2010 года). Иск был подан в Мещанский районный суд по месту расположения коммерческого департамента телеканала. Однако в сентября обращение Мельниковой перенаправили в Пресненский суд, на территории подсудности которого юридически находится ТНТ. В эпизоде передачи «Секс с Анфисой Чеховой», который был показан в апреле 2010 года, девушкам на Арбате предлагали пройти кастинг на роль дублерши певицы Жанны Фриске. По заданию участницы должны были частично обнажиться. Одной из девушек, по утверждению Мельниковой, была она.

ЯНВАРЬ, 18
Айгуль Махмутова
Владимирский областной суд отменил отказ на условно-досрочное освобождение журналистки Айгуль Махмутовой. Судебное решение уже передано в колонию-поселение Кольчугина, где Махмутова отбывала наказание. «Сейчас мы оформляем документы, ее освобождают. Уже сегодня она будет в Москве», - заявил адвокат Юрий Зак. Ранее в условно-дострочном освобождении журналистке отказал Кольчугинский районный суд. Напомним, что 18 июня 2008 года Махмутова была приговорена к 3,5 годам лишения свободы по статье 159 УК РФ («Мошенничество с использованием служебного положения») и статье 318 УК РФ («Применение насилия в отношении работника власти»). 4 сентября 2008 года приговором Кузьминского районного суда Москвы она была признана виновной в совершении преступлений по статье 130 («Оскорбление»), а также статье 163 УК РФ («Вымогательство») к 5,5 годам лишения свободы (см. монитор за июнь, сентябрь 2008 года). Сторонники журналистки и правозащитники уверены, что ее уголовные дела сфабрикованы и являются местью за то, что Махмутова со страниц своей газеты выступила против незаконной точечной застройки в районе Кузьминки, где на месте детской площадки планировалось возведение гаражного комплекса. Кроме того, в своих статьях обвинила в коррупции главу районной управы.

ЯНВАРЬ, 18
Сайт Ruleaks.net
Сайт
Rospil.info
Сайт Ruleaks.net, российский Wikileaks, вечером подвергся DDoS-атаке. Произошло это через несколько часов после того, как были опубликованы фотографии «дворца Путина», сообщает Вебпланета.Ру. Как сообщалось в тексте, число одновременно открытых подключений составляло 25500. Одновременно с Ruleaks пострадал еще один сайт «гражданской» направленности - rospil.info Алексея Навального. Правда, число одновременных подключений при возможной атаке «Роспила» было существенно меньшим. Среднее их количество составляло 196 подключений в секунду. Последним крупным изысканием Навального стала критика формирования и исполнения заказа на сайт Роспотребнадзора. Опубликованные параметры атак позволяют говорить о том, что они были весьма низкобюджетными и скромными по возможностям. Wikileaks после выкладывания дипломатических материалов также был подвергнут DDoS, из-за чего был вынужден спешно менять хостинг.

ЯНВАРЬ, 18
Елена Хрусталева
Корреспондент «Кавказского узла» Елена Хрусталева не смогла попасть на «горячую линию», проводимую в Ставрополе полпредом Северо-Кавказского федерального округа Александром Хлопониным - ее задержали сотрудники милиции, которые усомнились в подлинности паспорта журналистки. Информацию о задержании Е. Хрусталева успела передать в офис издания. Она сообщила, что доставлена в ОВД Промышленного района Ставрополя. Однако по указанному Хрусталевой номеру райотдела на звонки никто не отвечал. В пресс-службе ГУВД по Ставропольскому краю корреспонденту Фонда защиты гласности сначала пояснили, что обеспечение безопасности на «горячей линии» А. Хлопонина проводится федеральными подразделениями, и к задержаниям журналистов местные правоохранительные органы не имеют отношения. Из других источников удалось узнать, что задержание Е. Хрусталевой проводили сотрудники ФСО, они же доставили журналиста в РОВД. Через некоторое время сотрудник пресс-службы ГУВД по Ставрополью Юрий Семыкин подтвердил, что Е. Хрусталева задержана. «Корреспондент находится в УВД города Ставрополя. Страшного ничего нет, сейчас разберутся и выпустят» - пояснил Ю. Семыкин. По указанным в пресс-службе номерам телефонов дежурной части Центрального УВД подтвердили, что в настоящее время Елена Хрусталева находится у них. «Дело в том, что паспорт вызывал сомнения. Сейчас проверяем, вроде бы все подтверждается, что все нормально. Сейчас мы ее опрашиваем и отпускаем», - рассказали в дежурной части. Звонившего в УВД корреспондента ФЗГ тщательно опросили, записали личные данные. Затем сотрудник УВД, который не назвал свою фамилию, сообщил, что корреспондента «Кавказского узла» должны «очень скоро выпустить». К вечеру 18 января стало известно, что Е. Хрусталеву действительно выпустили. Протоколов не составлялось. «Горячая линия» с Александром Хлопониным на этот момент завершилась.

ЯНВАРЬ, 19
Абдулла Алишаев
Уголовное дело по факту расстрела 2 сентября 2008 года в Махачкале главного редактора телекомпании «Махачкала-TV» Абдуллы (Тельмана) Алишаева закрыто в связи со смертью Вадима Бутдаева, который, как считает следствие, совершил это преступление. Об этом сообщил представитель следственных органов Низам Раджабов. «Доказано, что Алишаева расстрелял Вадим Бутдаев, которого убили 17 октября 2008 года в результате спецоперации. Из-за этого уголовное дело закрыли летом 2010 года, теперь оно находится в отделе процессуального контроля Следственного управления следственного комитета России по Дагестану», - рассказал старший помощник по работе со СМИ следственного комитета при прокуратуре Дагестана Н. Раджабов. Однако сестра Бутдаева, сопредседатель общественной организации «Правозащита» Гюльнара Рустамова считает брата невиновным. «В тот день Вадима не было на месте убийства Алишаева, он находился в другом конце города. Брат ни в чем не виноват, я даже просила одного из знакомых Алишаева, чтобы меня познакомили с уголовным делом, где якобы имелись доказательства о сопричастности Вадима к преступлению, но этот человек даже не захотел со мной разговаривать», - сообщила Рустамова. Напомним, Алишаева расстреляли вечером 2 сентября 2008 года. Он получил многочисленные огнестрельные ранения, его успели прооперировать в городской больнице, но к утру Алишаев скончался. Следствие выдвинуло версию, что с журналистом расправился Вадим Бутдаев, которого также подозревали в убийстве оперуполномоченного республиканского УБОПа Арсена Закарьяева. Алишаев вел авторскую передачу «Мир вашему дому» и публиковался в местных газетах. Он был известен в республике как один из активных идеологических противников ваххабизма, особенно после того, как снял документальный фильм «Обыкновенный ваххабизм» (см. монитор за сентябрь 2008 года).

ЯНВАРЬ, 19
Наталья Шелимова
В производстве Волгодонского городского суда находится дело по иску о защите чести и достоинства заместителя Волгодонской городской думы, члена партии «Единая Россия» Александра Пруцакова против журналиста областной общественно-политической газеты «Наше время» Натальи Шелимовой. Депутат утверждает, что статья, опубликованная в издании от 4 марта 2010 года под названием «Волгодонск. Небожитель «Олимпа», порочит его, а ее автор, то есть журналист, нарушил его конституционные права. В частности, народного избранника возмутили приведенные в публикации сведения: «Действующий депутат 24-го округа Александр Пруцаков по кличке Шома - активный участник олимповской группировки». Пруцаков просит суд обязать областную газету опровергнуть эти сведения. Журналист утверждает, что сведения, приведенные в материале, соответствуют действительности и она готова отстаивать свою правоту в суде.

ЯНВАРЬ, 19
Печатные СМИ
С заявлением о драматической ситуации, складывающейся в системе доставки прессы в регионах страны выступил Союз журналистов России. «Несмотря на то, что все последние годы ФГУП «Почта России» регулярно получает значительные субсидии из федерального бюджета для сохранения тарифов на доставку периодики на территории РФ, в стране углубляется кризис системы подписки, являющейся в сельской местности и небольших городах, по сути, единственным способом получения периодики, - констатирует профессиональное объедининение. - В результате - граждане с невысокой покупательной способностью лишаются конституционного права на получение информации». Как одно из следствий подобного подхода, - сокращение тиражей российской периодики, отмечает руководство Союза. Так, сегодня по среднему показателю проникновения ежедневной и еженедельной прессы на душу населения Россия находится на одном из последних мест в мире, приводят факты они. «Союз журналистов России осуждает действия ФГУП «Почта России», которое, являясь государственным предприятием, обязано, прежде всего, заниматься доставкой периодики населению, а уже потом думать о норме прибыли и дополнительных коммерческих услугах, - говорится в заявлении. - Мы настаиваем на том, чтобы Правительство и Президент страны немедленно вмешались в эту нетерпимую ситуацию и разрешили ее в интересах граждан, а не зарвавшегося монополиста».

ЯНВАРЬ, 19
Газета «Народный журналист»
Прокуратура Курской области проведет проверку в отношении заместителя губернатора Анатолия Стрелкова. Об этом сообщило РИА «Новости» со ссылкой на пресс-секретаря областной прокуратуры Татьяну Русанову. В январском номере газеты «Народный журналист» редактор Ольга Ли обратилась к областному прокурору с просьбой привлечь Стрелкова к ответственности за злоупотребление правом обращения в госорганы, а также провести проверку его деятельности на предмет превышения должностных полномочий и злоупотребления ими. Летом 2010 года Стрелков, занимающий также посты председателя комитета информации и печати, руководителя рабочей группы по информационно-пропагандистскому сопровождению антитеррористической деятельности, попросил Следственный комитет, прокуратуру и УФСБ привлечь к ответственности сотрудников «Народного журналиста». Он обвинил издание в «информационном экстремизме», направленном на формирование протестных настроений в отношении власти и разжигании ненависти к целой «социальной группе - так называемых чиновников»! Цитаты из заявления госслужащего Стрелкова в «Народном журналисте»: «по мнению комитета, в газете распространяются сведения экстремистского характера», «подавляющее большинство публикаций... представляют собой наглядные образцы так называемого «словесного», информационного экстремизма», «присутствует призыв к объединению против чиновников как представителей региональной власти», «неприязнь к социальной группе так называемых «чиновников»... Это пишет замгубернатора в прокуратуру! Просил Стрелков провести проверку на предмет уголовного (!) преследования журналистов по статьям 280, 282 УК РФ. Проводились экспертизы текстов, редакция давала объяснения правоохранительным органам. В итоге в публикациях издания экстремистских материалов стражи закона не усмотрели. Ольга Ли рассказала РИА Новости, что, по ее мнению, «в силу своего служебного положения председатель комитета информации и печати наверняка может отличить мнения журналистов от экстремистских призывов». Поэтому, по ее словам, можно сделать вывод, что заявления Стрелкова продиктованы местью за критику в газете.

ЯНВАРЬ, 19
Ольга Айдарова
Главный редактор «Балашовской правды» Ольга Айдарова выиграла суд против администрации города Балашова (Саратовская область) и была восстановлена в должности. Об этом ИА «Версия-Саратов» рассказала сама Ольга Николаевна. «По решению суда, с завтрашнего дня я возвращаюсь к работе, мои коллеги меня уже ждут. Основную роль сыграл тот факт, что у нас в уставе газеты прописаны нормы федерального закона о СМИ, а именно то, что учредитель обязан согласовывать назначение и увольнение главного редактора с коллективом редакции. Это оказалось сильнее всех аргументов, которые приводила другая сторона», - подчеркнула Айдарова. «Весь коллектив редакции выступал свидетелями в суде, давали показания, мы стояли все как монолит и доказали, что так вольно нельзя поступать с уставом, законом и журналистами! Я уже столько времени провела в судах, что у меня перед глазами стоит «ваша честь», - призналась она. Напомним, главный редактор газеты была незаконно уволена в октябре прошлого года главой администрации района Борисом Шаминым. Нарушение закона было официально подтверждено и зафиксировано областной гострудинспекцией (см. монитор за октябрь – декабрь 2010 года).

ЯНВАРЬ, 19
Радио «Милицейская волна»
На радиостанции «Милицейская волна» с июля 2010 года в Петрозаводске (Республика Карелия) выходила в эфир передача «Особый взгляд». Её ведущим был журналист Валерий Поташов. Передача короткая, 3-4 минуты, итожила события прошедшей недели. То есть всё, что вызывало общественный резонанс, становилось для В. Поташова предметом комментирования. Когда ему предлагали создать авторскую передачу, то договорились, что запретных тем не будет, но подача сюжетов должна быть корректной. Первое время ни у руководства радиостанции, ни у ведущего передачи претензий друг к другу не было. Но последнюю запись неожиданно для В. Поташова не пропустили в эфир. Своё решение на радио объяснили тем, что содержание подготовленной им передачи может иметь нежелательные для «Милицейской волны» последствия. Тема, которую В. Поташов выбрал для очередного комментария, уж точно общественно важная. Собственно он не был первым из журналистов, кто обратил внимание на то, что первую декаду января глава Карелии Андрей Нелидов отсутствовал на рабочем месте. Никаких официальных разъяснений на этот счёт в губернаторской администрации никто не сделал, что еще больше подогрело общественное внимание к теме загадочного исчезновения главы республики. Тем более, всем было памятно указание президента страны, что для руководителей субъектов федерации не может быть никаких новогодних праздников, если в их регионах случается ЧП. В Карелии критические ситуации возникали, но в их разрешении А. Нелидов участия не принимал. Что неизбежно бросилось в глаза, поскольку во всех новостных лентах упоминался только его первый заместитель. А где губернатор? Данный вопрос и стал основой для радиокомментария В. Поташова. Он напоминал, что после того, как А. Нелидов пропал из поля зрения общественности, все заговорили о его нездоровье. А по неофициальной информации, глава Карелии в самом деле был госпитализирован и какое-то время проходил курс лечения в Москве. Поскольку окружение главы Карелии сделало всё, чтобы замолчать его отсутствие на работе, то информационный вакуум и тайна молчания породила слух: а не покидает ли недавно назначенный губернатор Карелию? О чём Валерий Поташов и намеревался поведать слушателям. И сообщение о госпитализации не было секретом, и досужая вспышка слуха о досрочном уходе А. Нелидова с должности - ничего информационно взрывного в себе не несли, но тема эта показалась руководителям «Милицейской волны» небезопасной. В. Поташов, узнав, что его радиокомментарий не пропущен в эфир, объяснился с руководством радиостанции, заявив, что считает случившееся политической цензурой. После чего дальнейшее сотрудничество стало затруднительным. «Особого взгляда» Поташова на «Милицейской волне» больше не будет.

ЯНВАРЬ, 19
Александр Свешников
В Ленинском районе Саратова около 22.30 на пересечении улиц Лунная и Саперная произошло нападение на главного редактора газеты «Богатей» Александра Свешникова. Он рассказал корреспонденту Saratovnews о том, что произошло. «После верстки я возвращался домой, и уже возле дома сзади шедший парень попытался вырвать у меня портфель. Сразу у него это не получилось. Я упал, он начал сильно тянуть портфель, я не давал, стал звать на помощь. И он, видя, что я не собираюсь так просто отдавать, нанес мне правой рукой удар по лицу, и убежал. Очки разбились, осколок стекла сделал глубокую рану, кровь очень долго текла, несколько часов, пока мне в травмпункте не наложили хорошую повязку», - рассказал Свешников. Главред «Богатея» сообщил, что с его слов составлен фоторобот. Возбуждено уголовное дело по статье «Грабеж». По словам пострадавшего, злоумышленник забрал портфель с документами, банковскими картами, мобильником. «Денег там не было - они были в другом месте», - отметил журналист.

ЯНВАРЬ, 20
Николай Кириллов
Газета «Вечерняя Рязань»
Суд отстранил Николая Кириллова от занимаемых должностей главного редактора газеты «Вечерняя Рязань» и директора «Издательсткий Дом «Центральный» на период следствия, сообщает сайт Следственного управления СКР по Рязанской области. Временное отстранение от должности является предусмотренной законом мерой, направленной на то, чтобы предотвратить возможность использования обвиняемым своего положения в целях воспрепятствования производству по уголовному делу, продолжения преступной деятельности. Следственными органами следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области Николаю Кириллову предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных статьей 282 УК РФ («Возбуждение ненависти и вражды, а также унижение достоинства группы лиц по признакам национальности, принадлежности к какой-либо социальной группе с использованием средств массовой информации и своего служебного положения») и статьей 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»). Следствием установлено, что в период с 2004 по 2009 годы в газете «Вечерняя Рязань» были опубликованы статьи, содержащие высказывания, направленные на возбуждение ненависти и вражды в отношении представителей национальной группы (евреев), а также на унижение их достоинства. Кроме того, весной 2010 года в этой же газете была опубликована статья, содержащая суждения, которые должны были сформировать у общественности ненависть и вражду к работникам милиции. После возбуждения следственными органами следственного управления Следственного комитета по Рязанской области уголовных дел по указанным фактам в газете «Вечерняя Рязань» были размещены публикации, содержащие оскорбительные выражения и унижающих честь и достоинство следователя (см. монитор за март, июнь 2010 года). После возбуждения уголовных дел Кириллов продолжил осуществлять противоправную деятельность с использованием источника информации. В этой связи, а также учитывая, что Кириллов может оказать влияние на свидетелей, находящихся у него в подчинении, Московский межрайонный следственный отдел города Рязань следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области возбудил перед судом ходатайство о временном отстранении обвиняемого от занимаемых должностей директора ООО «Издательский Дом «Центральный» и главного редактора газеты «Вечерняя Рязань». Поскольку у суда имелось достаточно оснований полагать, что Кириллов, обвиняемый в совершении действий, связанных с использованием средства массовой информации – газеты «Вечерняя Рязань», может продолжить преступную деятельность, а также может оказать влияние на свидетелей, суд удовлетворил ходатайство следствия.

ЯНВАРЬ, 20
Роман Бабаян
Неизвестный угнал машину у одного из ведущих телеканала ТВЦ от подъезда дома на северо-востоке Москвы, сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах столицы. «Ведущий телеканала ТВЦ Роман Бабаян в четверг обратился в милицию и сообщил, что неизвестные от дома 20 на Шереметьевской улице угнали его автомобиль BMW. Материальный ущерб потерпевший оценил в миллион рублей», - сказал собеседник агентства. Возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 158 УК РФ («Кража»). Виновному грозит до шести лет лишения свободы.

ЯНВАРЬ, 20
Сайт «Солнечногорской газеты»
В ФЗГ обратился дипломант премии им. А. Сахарова «За журналистику как поступок» за 2002 год, главный редактор «Сонечногорской газеты», администратор форума «Солнечногорской газеты» Владимир Чугунов. Он сообщил, что сайт этой газеты был взломан. «Я обращался к администрации хостинга www.1gb.ru за помощью с целью восстановления контроля над своими интернет-ресурсами. Администрацией хостинга мне в такой помощи было отказано», - рассказал Владимир Чугунов. «В виду потери контроля над сайтом и для недопущения возможных нежелательных действий злоумышленниками я был вынужден заблокировать работу своего сайта. Администрация хостинга сама блокировать работу сайта по моей просьбе отказалась», - добавил он.

ЯНВАРЬ, 21
СМИ Челябинска
В 2010 году сайт губернатора Челябинской области Михаила Юревича заговорил сразу на английском и итальянском языках. Теперь его еще перевели и на китайский. На достигнутом «отдел маркетинга» региональной власти останавливаться не собирается. Пресс-службе дано задание создать еще четыре копии сайта: на испанском, немецком, французском и японском языках. На иноязычные версии сайта заходят посетители. Так, 20 января было трое человек из Германии, двое - из Италии, и трое - из США…

ЯНВАРЬ, 21
Сергей Михайлов
Горно-Алтайский городской суд рассмотрел гражданское дело по исковому заявлению министра труда и социального развития Республики Алтай Геннадия Сумина к учредителю республиканского информационно-аналитического еженедельника «Листок+ Новая газета» Сергею Михайлову о защите чести, достоинства и деловой репутации. Сумин обратился в суд в связи с публикацией в этом издании 3 ноября 2010 года статьи «Юрия Антрадонова и Геннадия Сумина сняли с самолета за пьяный дебош?», в которой, по мнению истца, содержатся не соответствующие действительности и порочащие его сведения. Он просил суд обязать ответчика напечатать опровержение и взыскать компенсацию морального вреда в сумме 300 000 рублей. Суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований, снизив размер денежной компенсации до 30 000 рублей.

ЯНВАРЬ, 21
Газета «Чусовской рабочий»
Прокуратура Пермского края ответила на открытое письмо главного редактора газеты «Чусовской рабочий» Ивана Чазова. В декабре 2010 года под заголовком «Прокуратура учит газетчиков писать» было опубликовано открытое письмо Чазова прокурору края Александру Белых. Руководитель издания обвинял прокурора города Чусового Андрея Делиева в незаконном вмешательстве в хозяйственную и творческую деятельность коллектива редакции, постоянных проверках, которые в конечном итоге приводят к срывам выпуска газеты. Причиной такого пристального внимания к муниципальному изданию, по мнению автора, были публикации о допущенных нарушениях в финансово - хозяйственной деятельности администрации города Чусового и отсутствии реакции на них городской прокуратуры (см. монитор за декабрь 2010 года). Прокурор края сообщил главному редактору, что по факту его обращения в Чусовом была проверена деятельность прокуратуры и приведенных в публикациях фактов злоупотреблений городских органов власти. В действиях прокурора Делиева в отношении редакции «нарушений не обнаружено», а вот по одной из публикаций о незаконном приобретении городскими властями здания в поселке Лямино идет проверка. Решение по итогам еще не принято. Конечно, другого ответа никто и не ждал. Но главный редактор «Чусовского рабочего» Иван Чазов считает, что его обращение в краевую прокуратуру все-таки не прошло бесследно. Давление на редакцию со стороны прокуратуры Чусового прекратилось. Прокурор Андрей Делиев от комментариев по телефону отказался.

ЯНВАРЬ, 21
ИА «Хакасия»
В Абакане после публикации на сайте ИА «Хакасия» 30 декабря 2010 года статьи «Виктор Зимин подсел на металл» началась травля этого издания. Журналисты ИА «Хакасия» сообщили, что вдруг один за другим от сотрудничества с ними стали отказываться партнеры. «Расторгать стали даже уже продленные на год договоры с ИА «Хакасия». И все они как один объясняли свое решение тем, что им пригрозили «сверху»: «Если вам дорог ваш бизнес, то уходите со страниц 19rus.info», - говорится в письме, полученном ФЗГ. «Своеобразно поддержала нас в трудную минуту Федерация независимых профсоюзов Хакасии - член партии «Единая Россия», председатель профсоюзов РХ г-н Герасимов потребовал от нас в течение 10 дней (до 31 января) освободить арендуемое в здании профсоюзов помещение», - сообщают журналисты «Хакасии».

ЯНВАРЬ, 22
Радиостанция «Пульс Радио»
В ФЗГ поступила информация, что Арбитражный суд Москвы признал незаконным приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 19 марта 2010 года об аннулировании лицензии на осуществление радиовещания ООО «Пульс Радио» (Улан-Удэ). Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязана устранить нарушения прав и законных интересов ООО «Пульс Радио», связанные с принятием решения об аннулировании лицензии. Напомни., что ранее региональный Роскомнадзор пытается найти недочеты в работе радиостанции. За 2009 год было проведено, по меньшей мере, 5 внеплановых и одна плановая проверка. В 2010 году проведено уже 3 внеплановых проверки! По результатам плановой проверки составлено предписание, из которого непонятно, что делать и что исправлять. Это предписание направлено в арбитраж для признания его незаконным. Несмотря на судебное разбирательство, Роскомнадзор проводит в январе 2010 года внеплановую проверку методом дистанционного контроля в одном из удаленных пунктов вещания радио, не взирая на то, что в период проведения проверки была авария на подстанции и отсутствовала электроэнергия. Составлен акт, согласно которому выявлены нарушения лицензионных условий, за которым последовало предупреждение Роскомнадзора России, из которого также непонятно, что рекомендуется делать. 30 декабря 2009 года Арбитражный суд Бурятии уже признал протокол внеплановой проверки Роскомнадзора недействительным - была попытка привлечь «Пульс Радио» за несоблюдение программной концепции.

ЯНВАРЬ, 22
Дмитрий Сластенов
В Республике Коми по факту ранения главного редактора газеты «Заря Тиммана» возбуждено уголовное дело. Главный редактор газеты «Заря Тиммана» (Сосногорск) Дмитрий Сластенов, спасая незнакомую девушку и своего друга от вооруженного бандита, получил несколько пулевых ранений. Его жизнь находится под угрозой. Об этом сообщили в администрации Сосногорского района. По предварительным данным, Д. Сластенов и его друг услышали крики о помощи от бегущей девушки, которую преследовал человек с пистолетом. Молодые люди бросились защищать девушку, в ответ на это преступник прострелил ногу друга журналиста, а затем попытался скрыться. Д. Сластенов продолжил преследование и был ранен тремя выстрелами в упор из травматического пистолета, одна из пуль задела жизненно важные органы. В тяжелом состоянии журналист был доставлен в Сосногорскую ЦРБ, где ему сразу же была сделана операция. На поимку злоумышленника, тяжело ранившего главного редактора, оперативникам уголовного розыска понадобилось около часа. Об этом сообщил начальник ОВД по Сосногорскому району Ильдар Махмутов. По его словам, после того, как в милицию поступило сообщение о случившемся, по тревоге был поднят весь личный состав ОВД. «Прошерстили» весь город, проверили все притоны и другие «точки», ведь подозреваемый был вооружен, и не исключалось, что еще кто-нибудь мог пострадать. В итоге оперативно-розыскных мероприятий вычислили и задержали подозреваемого», - рассказал И. Махмутов. По факту инцидента возбуждено уголовное дело по статье 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»). В рамках расследования уголовного дела проводятся необходимые оперативно-следственные мероприятия. Задержанный по подозрению в совершении преступления молодой человек помещен в ИВС. «Преступление вызвало в городе резонанс, поскольку пострадал журналист. Произошедшее с ним - стечение обстоятельств. Никакой политической подоплеки в случившемся нет, впрочем, как и заказа на нападение на журналиста», - отметил начальник РОВД, предупреждая распространение возможных слухов.

ЯНВАРЬ, 23
Газета «Вести Чернушки»
В городе Чернушка Пермского края в доме №5 по переулку Банковский в двухэтажном доме произошло возгорание. На момент возгорания на втором этаже находились сотрудники «Рекламного агентства «XXI век» и газеты «Вести Чернушки». Почувствовав едкий запах и дым, сотрудники позвонили в пожарную охрану. Заметившие огонь водители редакции ликвидировали очаг возгорания еще до приезда пожарных. А вот самостоятельно эвакуироваться из задымленного помещения смогли немногие. Все, кто в это время находился на втором этаже, оказались в ловушке. Некоторых пришлось эвакуировать по пожарной лестнице. Тем же, кто рискнул пройти по задымленному коридору, в итоге пришлось обратиться за медицинской помощью. Трем пострадавшим с одинаковыми симптомами - головокружением, головной болью и тошнотой - бригадой «неотложки» была оказана медицинская помощь. От госпитализации пострадавшие отказались. В последнее время газета «Вести Чернушки», учредителем которой является «Рекламное агентство «XXI век», публиковала ряд острых материалов. В связи с этим, возникает предположение, что возгорание - дело рук недовольных критическими публикациями. На место происшествия выехал следователь следственного отдела при ОВД по Чернушинскому району капитан юстиции Н. Южанина. После осмотра места возгорания были изъяты остатки обгоревшего картона, бумаги и бутылка со следами копоти. По факту возгорания проводится проверка.

ЯНВАРЬ, 24
Евгений Ильющенко
На фоне теракта в Домодедово, в очередной раз показавшем беспомощность правоохранительных органов, гражданское общество Екатеринбурга всколыхнуло убийство пьяным майором милиции Павлом Мирошниковым видеорежиссера ООО «Универсал Видео» Евгения Ильющенко. Старший оперуполномоченный по борьбе с экономическими преступлениями ОМ №15 во время суточного дежурства заехал на служебном транспорте домой пообедать. Он был в гражданской одежде, но с табельным оружием. В подъезде майор якобы поссорился с молодым человеком, который курил, и результате завязавшейся потасовки застрелил 28-летнего парня. Милиционера потом в больнице освидетельствовали на алкоголь, и в крови было обнаружено 0,33-0,35 промилле спирта. Поначалу областное милицейское начальство поспешило оправдаться, мол, сотрудник имел право и на ношение оружия, и на поездку домой. Только вот с выпивкой как-то не складывалось… После того, как блогеры и коллеги Евгения не дали «затихарить» произошедшее убийство, руководители ГУВД поспешили отойти в сторону, уточнив, что с момента совершения преступления ни разу не общались с Мирошниковым. По их словам, майор пока не уволен из милиции, решение об этом будет принято, когда состоится суд. Лишь через неделю Павла Мирошникова из городской клинической больницы №23, куда он обратился утром после убийства с жалобой на головные боли, перевели в следственный изолятор. Для этого непосредственно в больнице было проведено выездное заседание Орджоникидзевского районного суда Екатеринбурга, принявшее решение о его аресте.

ЯНВАРЬ, 24
Газета «Голос Удомли»
В ФЗГ обратилась руководитель правозащитного центра в городе Удомля (Тверская область) Светлана Захарова. Она сообщила о давлении, которое оказывается на газету «Голос Удомли». «Включились громадные административные и финансовые ресурсы по закрытию газеты, завалили исками, грозят возбуждением уголовных дел», - сообщила С. Захарова. «Грядут выборы в законодательное собрание, данная газета «Единую Россию» в лице местных перевертышей не поддерживает соответственно, ее и душат», - объяснила она причину давления на издание.

ЯНВАРЬ, 24
Дмитрий Флорин
Корреспондент «Кавказского узла» Дмитрий Беркут прибыл на место теракта в аэропорт Домодедово (Московская область). Возле пострадавшего левого крыла здания аэровокзала уже устанавливали оцепление. В ходе видеосъемки журналиста привлекла группа офицеров МЧС, которые склонились над столом, рядом с которым находилась спутниковая антенна, а на самом столе стоял компьютер и пульт управления каким то устройством. Офицеры и стол с оборудованием находились в зоне, которая не охранялась сотрудниками милиции и службы безопасности аэропорта. В эту зону можно было спокойно зайти. Корреспондент «Кавказского узла» стал снимать сотрудников МЧС со спины, но тут же был остановлен не представившимся подполковником МЧС, который в резкой форме запретил производить съемку и потребовал от журналиста покинуть это место. На вопрос Д. Флорина о правомочности и законности таких требований (охранной зоны он не нарушал) подполковник МЧС грубо ответил, что сейчас он вызовет сотрудников правоохранительных органов и передаст им журналиста, не подчиняющегося требованиям сотрудника оперативного ведомства. Дабы сохранить возможность сделать репортаж с места теракта, журналист предпочел отойти на некоторое расстояние.

ЯНВАРЬ, 25
ИА «Хакасия»
Глава Республики Хакасия Виктор Зимин призвал местные правоохранительные органы дать оценку публикациям, появившимся на Интернет-ресурсе ИА «Хакасия», которые, по мнению главы региона, порочат его честь и достоинство. «Просил бы прокуратуру, УФСБ, и государственно-правовой комитет дать оценку тем действиям и тем лицам, которые обвиняют меня в уголовно наказуемых деяниях. Те, кто говорит это, либо должен доказать их в суде, либо, в свою очередь, отвечать за клевету», - заявил В. Зимин на заседании республиканского правительства. Он также обратился к министрам с просьбой не обращать внимания на появившиеся публикации. В последние дни декабря прошлого года в Интернете появилась статья, в которой автор обвиняет главу Хакасии и его супругу в незаконном бизнесе - торговле металлом с Саяно-Шушенской ГЭС. В начале текущего года на тех же сайтах появилась информация о том, что диплом В. Зимина о высшем образовании якобы поддельный.

ЯНВАРЬ, 25
«Комсомольская правда»
Анны Велигжанина
Максим Гладкий
Слушания по иску бизнесмена Сергея Михайлова о защите чести, достоинства и деловой репутации к ЗАО ИД «Комсомольская правда» и двум журналистам пройдут в Савеловском суде. В соответствии с требованиями, изложенными в иске, Михайлов добивается опровержения сведений, которые были приведены в статье «Криминальный передел в России: Кто заменит Деда Хасана» с подзаголовком «Предательство окружения». В этой статье, со слов независимого журналиста Максима Гладкого, приводится комментарий бизнесмена. «Михайлов сказал мне по поводу расстрела Деда Хасана: «Это месть», - сообщил «КП» Максим Гладкий. - Возможно, Хасан что-то с кем-то не поделил или повел себя не так. Якобы кому-то не нравилась политика, проводимая «крестным отцом». Вероятно, было предательство кого-то из близкого круга Усояна». Таким образом, Михайлов добивается, чтобы «Комсомольская правда» разместила опровержение данной информации. Помимо этого истец требует выплаты с издательского дома в размере 200 000 рублей, с автора статьи Анны Велигжаниной - 100 000 рублей, с Гладкого— 300 000 рублей компенсации, а также возмещения судебных расходов в размере 200 рублей и 30 000 рублей за оплату услуг адвоката.

ЯНВАРЬ, 25
Михаил Бекетов
Дело об избиении главного редактора «Химкинской правды» (Московская область) Михаила Бекетова передано следователю по делу эколога Константина Фетисова. Ранее расследование дела Бекетова было приостановлено в середине сентября минувшего года в связи с тем, что следствие не установило лиц, причастных к нападению на журналиста (см. монитор за ноябрь 2008 года, сентябрь 2010 года).

ЯНВАРЬ, 25
Владимир Воронов
Гагаринский районный суд Москвы рассмотрел иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, предъявленный заместителем начальника Главного управления капитального строительства Управления делами Президента РФ Владимиром Лещевским к журналисту-расследователю газеты «Совершенно секретно» Владимиру Воронову. Судебное разбирательство связано с публикацией этим изданием летом 2010 года материалов «Кремлевские кидалы» и «Большие подряды», в которых вскрывались факты коррупции в Главном управлении капитального строительства Управления делами Президента РФ. В частности, сообщалось о существовании взяточничества и системы откатов в этой структуре. В. Лещевский счел эти сведения не соответствующим действительности и порочащими его. Чиновник обратился в суд с иском, потребовав опровержения и компенсации морального вреда, который был им оценен почти в полтора миллиона рублей (см. монитор за октябрь 2010 года). Любопытно, что В. Лещевского не остановил тот факт, что против него уже было возбуждено уголовное дело по статье 290 УК РФ («Получение взятки»). Вполне возможно, что отстраненный на время следствия от своей должности, он решил, что лучший вид обороны – это наступление, и попытался нанести «упреждающий удар». Процесс продолжался несколько месяцев. За это время В. Воронов стал лауреатом премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок», причем среди работ, представленных на суд жюри, были и упомянутые статьи. В итоге суд признал, что журналист оказался прав – в удовлетворении исковых требований г-ну Лещевскому было отказано. В. Воронов был несколько удивлен таким вердиктом. «Думал, что в лучшем случае решение будет половинчатым. Но уже в ходе процесса стало понятно, что иного решения вынести нельзя, потому что иск наших оппонентов был беспомощен не только по содержательной части, но и даже с точки зрения элементарного оформления», - заявил он в интервью Радио Свобода. По словам журналиста, очень помогли материалы уголовного дела, которые по требованию суда вынуждена была представить сторона истца – в них уже следствие подтверждает сведения, содержащиеся в статьях Воронова и которые оспаривал истец. Так что отказ в удовлетворении иска вполне логичен. А вот истцу, по всей видимости, предстоит вскоре еще один процесс, где у него будет совсем другой статус…

ЯНВАРЬ, 25
Телепрограмма «Пусть говорят»
Программа «Пусть говорят» про уборку Санкт-Петербурга, посвященная трагической гибели 6-летнего Вани Завьялова и тяжелейшей травме эстонской студентки Миланы Каштановой, снова сняли с эфира. Такая информация появилась в СМИ несмотря на то, что буквально днем ранее участник программы, муж Миланы, Ириней Калачев связался с редактором программы, которая сообщила, что передача никуда не исчезла и эфир ее состоится 25 января в 20 часов. Однако показ передачи снова отложили на неопределенный срок. Изначально программа должна была выйти неделю назад, 18 января. Однако по непонятным причинам передача так и не вышла. Добавим, что на сайте «Первого канала» также больше нет анонса передачи. Кроме того, анонс на среду пока пуст. «Нас снова не покажут во вторник на «Первом». Когда покажут - пока что не знаю», - рассказал участник программы Ириней Калачев. В передаче должна была участвовать депутат Госдумы Оксана Дмитриева, потребовавшая возбуждения уголовного дела против губернатора Санкт-Петербурга.

ЯНВАРЬ, 25
Газета «Коммерсант»
Пресс-служба президента Медведева подвергла цензуре интервью президента Медведева газете «Коммерсант». Дело было так. После «случайного» общения в Иерехоне журналист «Коммерсанта» Олега Кашина и Президента России 18 января во время его визита в Иерихон журналист в интервью телеканалу «Дождь» сообщил что он «несколько вопросов задал, и, надеюсь, это будет такое маленькое интервью, которое выйдет в газете «Коммерсант». Однако в газете «Коммерсант» никакого интервью случайного прохожего Кашина с Президентом России не оказалось. Хотя короткий текст поначалу действительно стоял в полосе. Но незадолго до отправки номера в печать он был снят по просьбе руководителя пресс-службы президента Натальи Тимаковой. Как рассказали коллеги из «Коммерсанта», само интервью было очень простым. Кашин спросил, почему Кремль поддерживает молодежные движения, встретившие выход Бориса Немцова после 15 суточного заключения неприличными лозунгами. Медведев ответил, что Кремль такие движения не поддерживает, у них есть свои спонсоры, как есть они и у Немцова. Кашин в ответ указал на оскорбительный характер плакатов, на что президент, якобы, ответил, что, действительно, получилось не очень красиво. Пресс-служба Кремля, по словам журналистов, не завизировала текст, сославшись на то, что беседа имела частный характер. Возможно, кремлевскую пресс-службе до того удивили интернет мистификации Кашина о «спонтанном» характере его встречи с президентом (конечно же, готовившейся заранее), что они сочли его слишком легкомысленным журналистом, чтобы передавать важные заявления первого лица государства.

ЯНВАРЬ, 27
Газета «Новое зеркало»
В Сергиевом Посаде (Московская область) журналисты задержали вора с поличным у себя в редакции. В редакцию газеты «Новое зеркало» зашёл мужчина, показавшийся журналистам странным. Мужчина зашёл в кабинет и быстро вышел. Можно было бы предположить, что он просто ошибся дверью, но оказалось всё иначе. Так как в одном кабинете оказалось много народу, он попытал счастья в другом, где никого не было. Бдительный сотрудник решил посмотреть, в чем дело, и когда журналист вошёл в кабинет, мужчина уже собирался выносить компьютер. Журналисту удалось задержать его, несмотря на оказанное сопротивление. При проведении следственных действий была установлена причастность данного гражданина к совершению кражи игровой приставки из магазина, злоумышленником оказался 29-летний житель Сергиева Посада, наркозависимый. Он уже дал признательные показания, сообщила представитель пресс-службы УВД по Сергиево-Посадскому району Анна Мурзак.

ЯНВАРЬ, 27
Газета «Частинские вести»
В районном центре Частые (Пермский край) местный суд обязал редакцию газеты «Частинские вести» опубликовать опровержение сведений, приведенных в статье «Больница в реанимации». В материале шла речь о крайне сложном финансовом положении медицинского учреждения. Сотрудники два месяца не получали заработную плату. Местная прокуратура вносила протесты и по самой системе оплаты труда: медицинский персонал получал заработную плату в разы меньше служащих, выполняющих административно-хозяйственные функции. Был приведен и факт задолженности учреждения пенсионному фонду почти в полтора миллиона рублей. С публикацией не согласилась бывший главный врач Светлана Рубцова. Она сочла, что содержащиеся в статье сведения не соответствует действительности, порочат ее честь, достоинство и деловую репутацию», и обратилась с заявлением в суд. Решение местной Фемиды недавно было рассмотрено в кассационном порядке Пермским краевым судом. Для доказательства суду второй инстанции были представлены протесты прокуратуры о порядке начисления заработной платы в больнице, справка из местного отделения пенсионного фонда, выписки из приказов о начислении зарплаты. Краевой суд счел, что приведенные в статье сведения соответствуют действительности, а руководитель учреждения в силу своего статуса может быть подвергнут критике. В то же время в статье «Больница в реанимации» нет утверждений, носящих оскорбительный характер. В удовлетворении иска Светлане Рубцовой было отказано.

ЯНВАРЬ, 28
Ирина Музыка
Журналистка телепередачи «Час пик» Ирина Музыка обратилась в столичную милицию с просьбой возбудить уголовное дело в отношении продюсера канала World Fashion Channel Артема Сорокина, который, по словам журналистки, ударил ее. По словам адвоката Сергея Жорина, инцидент произошел ночью 27 января в московском клубе «Истерика» во время празднования дня рождения певицы Малиновской. «Музыка брала интервью у модели Виктории Лопыревой, но в ответ на один из вопросов Лопырева замахнулась на журналистку и оскорбила ее», - сказал Жорин. Адвокат утверждает, что после этого Сорокин ударил Музыку кулаком по лицу, сломав ей нос. «У Музыки множественные переломы носа, мы считаем, что речь здесь идет о нанесении вреда здоровью средней тяжести», - уточнил защитник. «Музыка обратилась с заявлением в милицию о возбуждении уголовного дела против Сорокина, данное заявление должно быть рассмотрение в течение десяти суток», - сказал адвокат. Он добавил, что речь идет о нападении на журналиста, исполнявшего свои обязанности. Продюсер отверг обвинения. «Это все абсолютное вранье, никто никого не бил, никто ни на кого не замахивался, ни Виктория, ни я. Мы уходили спокойно. Наверное, какой-то пиар», - заявил Сорокин.

ЯНВАРЬ, 28
Газета «Бизнес Дагестана»
Коллектив газеты «Бизнес Дагестана» обратился в прокуратуру Махачкалы с заявлением - журналисты просят возбудить уголовное дело против учредителя некоммерческого партнерства «Издательский дом «Бизнес Дагестана» Вагаба Вагабова, которому принадлежит газета, в связи с невыплатой журналистам зарплаты. Главный редактор издания Динара Аджаматова рассказала о причинах конфликта с Вагаповым, который является также генеральным директором дагестанского республиканского центра развития предпринимательства. «В газете я с тремя сотрудниками работаю с 2008 года. Проблемы в работе начались с первого же дня, Вагабов в частности не подписывал наши заявления об уходе на положенный оплачиваемый отпуск, обещая сделать это в ближайшее время. С лета 2010 года нам вообще перестали выплачивать зарплату. Неоднократные просьбы произвести выплаты ни к чему не привели, пришлось обратиться в прокуратуру», - заявила Аджаматова. Она сообщила, что 30 декабря 2010 года Вагабов собрал коллектив газеты и заявил, что приостанавливает работу газеты на неопределенное время и увольняет всех сотрудников. «Мы ходили на работу, так как не было приказов об увольнении или сокращении, но 6 января Вагабов поменял замок на двери, так что мы остались и без кабинета. Сегодня есть все основания для возбуждения уголовного дела против Вагабова, он не выплачивает нам заработную плату более 2-х месяцев, ставя нас в тяжелое материальное положение, что является основанием для привлечения к уголовной ответственности по ст. 145.1 Уголовного кодекса России. Нарушены и статьи Трудового кодекса России, и пункты трудового соглашения.», - говорит главный редактор. Следователь следственного отдела прокуратуры Ленинского района Махачкалы Исмаил Муртузалиев подтвердил факт обращения журналистов. «Заявление принято к рассмотрению, идут следственные мероприятия, вопрос возбуждения уголовного дела будет решать прокурор района, пока разбирательства идут по факту не выдачи зарплаты», - отметил следователь.

ЯНВАРЬ, 30
Владимир Осипов
В городе Александрове Владимирской области за «разжигание национальной и социальной розни» судят известного общественного деятеля, публициста и диссидента Владимира Осипова. Об этом сообщил в своем блоге писатель и публицист Алексей Широпаев. По его словам, Осипова судят «за убеждения, за слово в печати, за некие цитаты двадцатилетней давности, которые он приводит в своей книге воспоминаний «Корень нации» (имеется в виду 282 статья УК РФ). Владимир Осипов родился в 1938 году в Ленинградской области в семье школьных учителей — выходцев из крестьян. В начале 1960-х годов он, наряду с Владимиром Буковским, стал одним из инициаторов несанкционированных народных собраний у памятника Маяковскому в Москве. Он был арестован агентами КГБ и в 1962 году осужден на шесть лет лагерей «за антисоветскую агитацию и пропаганду». В 1974 году Осипов снова был арестован, приговорен к 8 годам лишения свободы. Суд над Владимиром Осиповым, как сообщает Широпаев, состоится 4 февраля 2011 года в городе Александрове Владимирской области. Именно там в начале 70-х Осипов, работая пожарным, издавал наменитый машинописный независимый журнал «Вече».

ЯНВАРЬ, 31
Ирек Муртазин
Менделеевский районный суд (Республика Татарстан) принял решение об условно-досрочном освобождении бывшего пресс-секретаря первого президента республики Ирека Муртазина, осужденного за клевету. Осенью 2008 года Муртазин опубликовал в своем блоге информацию о смерти президента Татарстана Минтимера Шаймиева. 26 ноября 2009 года Кировский районный суд Казани признал Муртазина виновным в клевете в возбуждении ненависти или вражды и приговорил к одному году и девяти месяцам колонии-поселения (см. монитор за сентябрь, декабрь 2008 года, август, ноябрь 2009 года, январь 2010 года). Дело Муртазина получило значительный общественный резонанс. Многие СМИ высказывались в поддержку журналиста.

ЯНВАРЬ, 31
Александр Луговской
В марте состоятся выборы мэра города Сортавала (Республика Карелия), в настоящее время формируется список кандидатов. В рамках предвыборных процедур местная парторганизация «Единой России» проводит внутрипартийные голосования - праймериз. На эти открытые обсуждения приглашаются все желающие, которые получают право задавать претендентам вопросы, правда, голосовать они не могут. Определить, кого конкретно сортавальская партийная организация отрядит для участия в мэрских выборах - это уже дело членов «Единой России». На одной из таких встреч свои программы представляли трое соискателей «ЕдРа». Мероприятие посетил редактор газеты «Ладога онлайн» Александр Луговской. Пришёл вопросы задавать (как горожанин) и заодно отчёт с праймериз для своего издания подготовить. Однако присутствие журналиста в зале не понравилось бывшему главе Сортавальского района С. Рыжкову, который вознамерился баллотироваться на пост мэра города. Заприметив журналиста, он ринулся в его сторону с криком, дескать, вот я сейчас с ним разберусь. И хотя окружающие вспыхнувшую эмоциональную волну моментально погасили, напомнив С. Рыжкову, что горожане имеют право участвовать в процедуре праймериз, однако партийный выдвиженец успел много чего наговорить редактору А. Луговскому, в частности, прилюдно пригрозил выдавить ему глаз. Организаторы праймериз «Единой России», утихомирив бывшего главу района, продолжили мероприятие. Всё вошло в рабочую колею: выступали кандидаты, им задавались вопросы. Однако когда А. Луговской попытался сформулировать свой вопрос «единороссовскому» соискателю С. Рыжкову, тот заявил, что будет отвечать только на вопросы членов «ЕР». Зная вспыльчивый характер бывшего главы Сортавальского района, А. Луговской, страхуясь от возможных неприятностей, написал заявление сразу в несколько адресов: в прокуратуру (городскую и республиканскую), в местную милицию, в следственный комитет и в Сортавальское отделение ФСБ. Журналист пересказывает конфликтную ситуацию, произошедшую в ходе партийного заседания, приводит угрозу, с которой к нему обратился С. Рыжков и сообщает фамилии лиц, готовых подтвердить достоверность произошедшего.

ЯНВАРЬ, 31
Павел Смоляк, Сергей Еремеев,
Федор Горожанко
Возле Гостиного двора в Санкт-Петербурге задержаны участники митинга в защиту 31 статьи Конституции РФ. Среди задержанных - главный редактор журнала «Шум» Павел Смоляк. Сотрудники милиции отказываются сообщать, на каком основании они держат в неволе сотрудника СМИ. Также сотрудниками милиции был задержан корреспондент портала sensusnovus.ru Сергей Еремеев. «Сергей выполнял редакционное задание, собирая информацию для репортажа о событии. Он показал своё журналистское удостоверение, но сотрудники милиции заявили, что у него нет аккредитации на мероприятие, - сообщает издание. - На вопрос, как можно получить аккредитацию на митинг, не согласованный с властями, милиционеры не ответили, а, по словам Сергея, лишь пожали плечами». Два часа вместе с другими задержанными он находился в автобусе у 64 отдела милиции на проспекте Маршала Жукова, а затем милиционеры отвели его в отдел, где вскоре изъяли у него мобильный телефон и оставили на ночь – до суда. Кроме того, в отделение милиции у Гостиного двора доставили Федора Горожанко, создателя сайта «Заливает. СПБ». Ему также приписывается участие в митинге. Также в отделении милиции содержатся представители РНДС, «Обороны», «Солидарности» и «Другой России». Все задержанные проведут ночь в отделе милиции, после чего их повезут в суд. Задержанным вменяют участие в несанкционированном митинге и сопротивлении требованиям сотрудникам МВД.

ЯНВАРЬ, 31
Телеканал СТВ
В ФЗГ обратился коллектив телеканала СТВ (Солнечногорск, Московская область). Коллеги сообщили, что 28 января, когда готовился очередной выпуск новостей с участием гостя программы, бывшим заместителем главы района по СМИ, рекламе и спецпроектам Михаилом Смиренским, руководителю телевидения пришло уведомление о том, что до 2 февраля СТВ должно съехать с занимаемых площадей: договор аренды не продляют. За 10 минут до начала эфира генеральному директору СТВ позвонил глава города Солнечногорска А. Толданов и порекомендовал в эфир такого гостя не давать. На что получил ответ: эфир всё равно состоится. Однако едва начался эфир, прошли заставки, ведущий прочитал приветствие, на экранах появился анонс - как в помещениях СТВ отключилось электричество. Во всём здании оно было - не было только в помещениях телевидения. Пока приехал электрик, прошёл почти час. Электрик включил рубильник, который, как он говорит, похоже, был выключен намеренно. Журналисты также сообщили, что «подвластные и зависимые от администрации района структуры отказываются от сотрудничества - даже «лёгкие» темы отказываются комментировать.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни