Результаты мониторинга
31 Января 2020 года

Результаты мониторинга ФЗГ за январь 2020 года

Конфликты, зафиксированные ФЗГ в течение ЯНВАРЯ 2020 года на территории РФ.

Случаи гибели журналистов   ().

Пропавшие без вести ().

Нападения на журналистов и блогеров 4 (Леонид Кривенков, бывший телеоператор ВГТРК, Москва; Олег Анисимов, бывший главный редактор журнала «Финанс», основатель портала «Вкладер», Москва; Полина Рябова, корреспондент «Листка», Республика Алтай; Евгений Неупокоев, корреспондент «СургутИнфомТВ», Ханты-Мансийский автономный округ).

Нападения на редакции, телецентры   ()

Попытки цензуры1 (телеканал «Россия 1», Москва).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 1 (Николай Горелов, блогер, Калининград).

Увольнение редактора, журналиста  ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 3 (Мурад Мурадов, журналист издания «Новое Дело», Ильяс Капиев, корреспондент «Кавказского Узла», Марат Мурадов, оператор пресс-службы мэрии Махачкалы, все – в Махачкале; Николай Смуров, главный редактор портала V1.RU, Волгоград; съемочная группа телеканала «Санкт-Петербург», Санкт-Петербург).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 3 (Олег Анисимов, бывший главный редактор журнала «Финанс», основатель портала «Вкладер», Москва; Андрей Ратьков, главный редактор информационного портала «СочиСтрим», Краснодарский край; Александр Белов, главный редактор «Правда ПФО», Чебоксары).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 4

на сумму 2 500 000 рублей

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 2

       удовлетворено – 2

       взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

      1 540 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 17

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений   ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ  (). 

Отключение от эфира, прекращение вещания  ().

Прекращение выхода СМИ  ().

Изъятие (скупка, арест) тиража  ().

Препятствование выходу СМИ -  ().

Препятствование деятельности интернет-изданий5 (сайт радиостанции «Эхо Москвы», Москва; Телеканал «Дождь», Москва, 4 раза).

Вмешательство в деятельность редакции -  ().

Выход изданий-двойников  ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров  ().

Отказ в регистрации СМИ -  ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) -  ().

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 37

 

ЯНВАРЬ, 1

Телеканал «Россия 24»

Первый канал

Телеканалы «Россия 24» и Первый канал опубликовали на Youtube видео новогоднего обращения президента Владимира Путина, предварительно отключив комментарии и скрыв оценки пользователей. Поставить «лайк» или «дизлайк» видео можно, но посмотреть на результаты нельзя. На это обратил внимание журналист Александр Плющев. При этом, если на «России 24» обращение посмотрели 2,2 млн. человек, то на Первом канале – всего 60 тысяч. Телеканал НТВ, у которого ночью трансляция в Youtube шла с перебоями, решился на частичную откровенность: комментарии отключил, а оценки оставил. В итоге у обращения президента набралось 5,9 тысячи положительных оценок и 21 тысяча отрицательных. Телеканал RT решил довериться своей аудитории полностью и оставил доступными обе опции. При сравнительно скромных 47 тысячах просмотров у видеоролика 4,2 тысячи «лайков» и 3,8 тысячи «дизлайков». Пользователи настрочили 2,5 тысячи комментариев, в которых передают приветы из разных регионов России и бурно выражают свои эмоции, в том числе в не совсем цензурной форме.

Фонтанка.Ру, 1 января                                      

 

ЯНВАРЬ, 1

«Лента. Ру»

В ФЗГ поступила информация, что судья Зюзинского районного суда Москвы Артем Волков оштрафовал издание «Лента. Ру» на 800 тысяч рублей по статье о пропаганде наркотиков (ч. 1 ст. 6.13 КоАП). Первым на решение, опубликованное на сайте суда, обратило внимание «МБХ медиа». Суд посчитал, что статья «Дурные деньги. Марихуана поднимает экономику Европы. Она поможет развитию технологий и принесет миллиарды» содержит «описание способов и преимуществ культивирования наркосодержащего растения конопли». «Данная информация, содержащая описание способов и преимуществ культивирования наркосодержащего растения конопли, может способствовать появлению желания к приобретению и употреблению указанных средств, тем самым информация в указанном материале пропагандирует средства, оборот которых запрещен», - указал судья в постановлении. К такому выводу суд пришел, опираясь на лингвистическую экспертизу. Эксперт установил, что в статье «имеется положительная оценка» и «обоснование допустимости и/или желательности» действий, связанных с оборотом наркотиков. Кроме того, эксперт решил, что «статья нарушает наркологическую безопасность». Представители «Лента. Ру» не признали вину и в судебном заседании заявили о грубых процессуальных нарушениях, которые, по их мнению, допустили полицейские при производстве по делу. Однако суд отклонил доводы защиты о том, что протокол должен был составлять Роскомнадзор, а не полиция, и о том, что полиция якобы не уведомила издание о составлении протокола. «Лента. Ру» подавало апелляцию на постановление Зюзинского суда, однако 14 ноября судья Московского городского суда Михаил Моргасов оставил решение суда первой инстанции без изменения, сообщили «МБХ медиа» в пресс-службе Мосгорсуда.

ОВД Инфо, 1 января                               

 

ЯНВАРЬ, 2

Павел Сычев

Против видеоблогера из Воронежской области Павла Сычева возбудили административное дело по ст. 20.3.1 КоАП («Возбуждение ненависти либо вражды») из-за публикации на его YouTube-канале ролика о летних протестах в Москве. Об этом Сычев сам сообщил ОВД-Инфо. По версии обвинения, в ролике о протестах в Москве 3 августа «содержатся лингвистические и психологические признаки возбуждения ненависти и вражды», а также «негативная оценка» действий «сотрудников правоохранительных органов». Как сообщил Сычев, в прокуратуре намерены провести повторную экспертизу его ролика. 21 декабря видеоблогер Павел Сычев рассказал ОВД-Инфо, что ролик на его YouTube-канале о протестах в Москве 3 августа проверили на признаки «возбуждения ненависти либо вражды» после жалобы руководства Росгвардии. Сычев вставил в видео фрагмент съемки с самой акции 3 августа, где росгвардеец бьет резиновой дубинкой молодого человека, которого удерживают на земле два других бойца. Блогер обратил внимание, что на многих росгвардейцах нет никаких опознавательных знаков, хотя закон обязывает их носить жетоны с индивидуальными номерами. Таким образом, привлечь росгвардейца к ответственности в случае правонарушения становится невозможно. Сычев также приглашает зрителей подписать петицию по изменению закона о полиции, чтобы обязать сотрудников силовых структур носить жетоны с номерами поверх бронежилетов и касок. Акция «Вернем себе право на выборы» состоялась 3 августа и прошла по всему Бульварному кольцу в Москве. По данным ОВД-Инфо, в этот день задержали не менее 1001 человека.

ОВД Инфо, 2 января                                        

 

ЯНВАРЬ, 4

Мурад Мурадов

Ильяс Капиев

Марат Мурадов

Активистов движения «Город наш» и журналистов, вышедших на центральную площадь Махачкалы для проверки качества ее реконструкции, задержала полиция. «Мы посмотрели все на площади и уже уходили, когда нас догнал полицейский и велел нам подождать, пока приедут сотрудники его подразделения. Мы сказали, что никого ждать не будем и собирались уйти, когда полицейский патруль приехал. Они начали вязать всех, кто был с камерой», – рассказала журналистка и активистка «Город наш» Светлана Анохина. По ее словам, сначала задержали журналиста издания «Новое Дело» Мурада Мурадова, корреспондента «Кавказского Узла» Ильяса Капиева, режиссера из Москвы Дениса Шабаева и оператора пресс-службы мэрии Махачкалы Марата Мурадова. «Марат пытался объяснить полицейским что он сотрудник пресс-службы, но его никто не слушал. Так как Денис – мой гость, я тоже поехала с ним. После нас задержали руководителя проекта «Монитор пациента» Зиявудина Увайсова, который снимал задержание, потом задержали и юриста Арсена Магомедова, который снимал уже задержание Увайсова», – сообщила Анохина. По ее словам, полиция не объяснила причину их задержания. Активисты были доставлены в Советский РОВД, где записали их паспортные данные, а после отпустили. Все они намерены обжаловать задержание в суде.

Кавказ.Реалии, 4 января                           

 

 

ЯНВАРЬ, 10

Лена Мария Перссон-Лефгрен

Эйстейн Виндстад

Александра Елагина

Егор Сковорода

Антон Прусаков

Михаил Солунин

Европейский суд по правам человека зарегистрировал жалобу по факту нападения на автобус с журналистами и правозащитниками в Ингушетии весной 2016 года. Об этом в своем telegram-канале сообщил глава «Агоры» Павел Чиков со ссылкой на руководителя международной практики организации Кирилла Коротеева. Он представляет в суде интересы двух журналистов издания «Медиазона» и корреспондента норвежского издания Ny Tid, находившихся в атакованном автобусе. Вечером 9 марта 2016 года на территории Ингушетии недалеко от границы с Чечней 15-20 молодых людей напали на микроавтобус, в котором ехали журналисты и члены Сводной мобильной группы «Комитета по предотвращению пыток». Правозащитники организовали этот пресс-тур и рассказывали о своей деятельности. Неизвестные остановили микроавтобус на дороге, вытащили из него всех людей, избили их, а машину сожгли. СК возбудил уголовное дело по части 3 статьи 144 УК («Воспрепятствование журналистской деятельности, соединенное с насилием над журналистами, с повреждением или уничтожением их имущества»), а также по статьям о хулиганстве, умышленном уничтожении или повреждении имущества и разбое. Все пострадавшие были признаны потерпевшими. Президент России заявлял, что преступление должно быть расследовано. Однако за прошедшее время никто из нападавших не был найден. В жалобе в ЕСПЧ, поданной журналистами и правозащитниками, речь идет о нарушениях трех статей Европейской конвенции по правам человека: ст.3 (запрет пыток), ст.10 (свобода выражения мнения) и ст.13 (право на эффективное средство правовой защиты).

Лениздат, 10 января                                      

 

ЯНВАРЬ, 10

Александр Шварев

Латвия предоставила политическое убежище журналисту «Росбалта» Александру Швареву, которого в России обвиняют в клевете на бизнесмена Алишера Усманова. «Ему был предоставлен статус беженца в соответствии с законом Латвии об убежище и Конвенцией ООН о беженцах», - рассказал адвокат Шварева. Российское следствие считает, что Шварев распространил заведомо ложные сведения о бизнесмене Алишере Усманове, порочащие его честь и достоинство из-за статей о предполагаемых связях его структур с влиятельным вором в законе Захарием Калашовым (Шакро Молодой). Также Шварева обвиняют в вымогательстве у казахстанского бизнесмена Кенеса Ракишева: журналист, по версии следствия, требовал от Ракишева 3,3 миллиона рублей, угрожая в противном случае распространить «дискредитирующие ложные сведения». Россия объявила Шварева в международный розыск, он заочно арестован.

РБК, 10 января                                             

 

ЯНВАРЬ, 10

Николай Горелов

В Калининграде против блогера Николая Горелова возбудили уголовное дело по статье о реабилитации нацизма из-за поста во «ВКонтакте» о насилии Красной армии над мирным германским населением. Об этом ОВД-Инфо сообщил сам Горелов. О том, что Следственный комитет ведет проверку его публикации, Горелов узнал, когда его вызвали на допрос. Там ему сообщили о факте возбуждения дела по части 3 статьи 354.1 УК РФ («Оскорбление воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества»). Информацию о том, что уголовное дело заведено именно на Горелова, ОВД-Инфо подтвердила адвокат Мария Бонцлер. 16 января Горелова вызывают на допрос в качестве подозреваемого. «В посте, из-за которого завели дело, упоминалось немало тем, которые несильно приятны нашему государству. Про насилие Красной Армии над мирным германским населением, про репрессии против самих красноармейцев, когда их сажали в ГУЛАГ, после того, как они побывали в Европе, про создание Северной Кореи, про похищение граждан Японии спецслужбами Северной Кореи и прочие вещи». Осенью Горелова несколько раз вызывали на допросы в СК по поводу его публикаций во «ВКонтакте». Ему угрожали статьями о реабилитации нацизма и оскорблении чувств верующих (ст. 148 УК РФ). В итоге уголовные дела из-за предыдущих постов возбуждать не стали, но, по его словам, ему пригрозили, что «за его действиями будет пристально наблюдать Центр Э». Ранее блогер писал рецензии на кино и вел блог на сайте «Эха Москвы» о кинофестивалях.

ОВД Инфо, 10 января                              

 

ЯНВАРЬ, 10

Ольга Шушлебина

Глава администрации Урюпинска (Волгоградская область) Юрий Хорошеньков и уволенная им в декабре прошлого года с должности главного редактора газеты «Урюпинская правда» Ольга Шушлебина подписали мировое соглашение. Об этом ТАСС сообщила по телефону Шушлебина. Ранее «Российская газета» опубликовала материал о том, что глава администрации уволил главного редактора «Урюпинской правды» за то, что она разместила фотографию политика федерального уровня ниже фото областного депутата. В Урюпинском городском суде состоялось предварительное заседание по иску Шушлебиной к Хорошенькову о восстановлении на работе, судебное заседание по делу назначено на 17 января. «Только что я подписала мировое соглашение с главой администрации Урюпинска Хорошеньковым. Выхожу на работу в прежней должности в понедельник, 13 января», - сказала Шушлебина. Председатель правления областной общероссийской общественной организации Союз журналистов России Вячеслав Черепахин уточнил, что Хорошеньков и Шушлебина пришли к мировому соглашению о восстановлении Ольги Михайловны в прежней должности главного редактора с компенсацией за период увольнения. «Хочется отметить активное участие журналистского сообщества в разрешении этой ситуации, и выразить надежду, что подобное в дальнейшем повторяться не будет. Волгоградское отделение Союза журналистов России будет и в дальнейшем внимательно наблюдать за всеми случаями нарушений прав журналистов, и при необходимости оказывать им содействие», - сказал Черепахин. По его словам, между Волгоградским отделением Союза журналистов России и администрацией Волгоградской области достигнута договоренность о консультационной поддержке глав районных администраций в работе со СМИ.

ТАСС, 10 января                                              

 

ЯНВАРЬ, 11

Леонид Кривенков

В Москве двое неизвестных избили бывшего телеоператора ВГТРК Леонида Кривенкова, который ранее дал несколько интервью зарубежным изданиям. В частности, он рассказал о политической цензуре, которую ему доводилось наблюдать. По словам телеоператора, у выхода из парка его подстерегали два человека атлетического телосложения 25-30 лет с собакой. Они повалили Леонида Кривенкова на землю и избили ногами. При этом нападавшие выкрикивали оскорбления, а один из них прокричал «Это тебе последнее предупреждение». Преступники скрылись после того, как происходящим начали интересоваться прохожие. В травмпункте у Кривенкова зафиксировали сильный ушиб грудной клетки и закрытый перелом костей носа. Также телеоператор подозревает, что у него может быть сотрясение мозга, поскольку он чувствует слабость и головокружение, а также у него поднялась температура. 13 января Кривенков обратился в полицию, его опросили и выдали талон о регистрации заявления о нападении.

МК.Ру, 15 января                                    

 

ЯНВАРЬ, 13

СМИ Краснодарского края

«Как думаете, каким образом администрация Краснодарского края может потратить 637 миллионов рублей? Отремонтировать дороги? Построить больницы? Повысить зарплаты бюджетникам? Полагаем, что власти так не думают. Они закупают сюжеты о себе на телеканалах и новости о своей деятельности в СМИ». Таким вопросом задалось сетевое издание «Свободные Медиа», проанализировав 135 контрактов на сумму 637 млн. рублей, которые в прошлом году администрация Краснодарского края потратила на освещение своей деятельности и рекламу в СМИ. Все контракты были связаны с публикацией заказных материалов, исполнителями предполагались региональные и федеральные издания. Самым крупным контрагентом администрации, как и в прошлые годы, по прежнему оказался телеканал «Кубань 24» - в 2019 году он выиграл контракты на 427 миллионов рублей. По 17 миллионов досталось сочинскому телеканалу «Эфкате» и федеральной ВГТРК, имеющей корпункты по всей стране, в том числе на Кубани. На 16 миллионов рублей власти закупили сюжеты у телеканала «Краснодар». Анализ контрактов показал, что увеличилось количество организаций и фирм-прослоек, работающих с этими заказами. Прослойкой «Свободные Медиа» считают и «Союз журналистов Краснодарского края», получивший 30 миллионов рублей за распределение публикаций сразу во всех районных газетах Кубани. (Хотя еще в 2017 году Контрольно-счётная палата Краснодарского края заявляла, что при желании администрации районные и муниципальные газеты могли участвовать в торгах напрямую). Перечисляются и другие фирмы-прослойки. Общий объём затрат из краевого бюджета за 2019 год по статье «Средства массовой информации» составляет около 950 млн. рублей. На октябрь 2019 года, согласно порталу «Открытый бюджет», распределено 77% этих средств. Большинство контрактов заключено в рамках государственной программы «Медиасреда Кубани». Цель этой программы, согласно пояснительной записке - обеспечение информационной открытости исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, получение гражданам полной и объективной информации, создание благоприятного образа территории для привлечения инвестиций и, конечно же, укрепление морально-нравственных ценностей общества.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)

 

ЯНВАРЬ, 13

Владимир Корнев

Блогеру из Белгорода Владимиру Корневу Белгородская епархия пригрозила «отлучением от церкви», а также иском о клевете из-за вопросов о съезде духовенства. «Духовное предостережение» Корневу опубликовали на сайте Белгородской митрополии. Епархия, как следует из сообщения, недовольна тем, что Корнев отправил нескольким священникам СМС, чтобы, как пишут авторы «предостережения», «выведать нечто» о декабрьском съезде священнослужителей. «Поскольку Корнев получил известность как скандальный блогер, промышляющий на „жареном“, то очевидно, что речь идет о подготовке некоего клеветнического материала на Церковь», - говорится в тексте на сайте епархии. Как пояснил сам Корнев, он связывался с двумя священниками из Старого Оскола, которых на съезде якобы отчитали за обсуждение митрополита. Об этом Корнев узнал из анонимного письма в почте телеграм-канала «Белгород №1», который он ведет. Блогер не получил комментариев от священников, в итоге никакого материала он не выпустил.

Медуза, 13 января                                 

 

ЯНВАРЬ, 13

Дарья Сивухина

Мэр Златоуста (Челябинская область) Максим Пекарский отстранил от должности и. о. директора местного МУП «Злат-ТВ» Дарью Сивухину. В городе считают, что эти кадровые перестановки связаны со скандалом с утечкой видео, которое готовили журналисты телекомпании. Перестановки в медиаблоке мэрии Златоуста совпали по времени с атакой на мэра в социальных сетях в связи с появлением 10 января видеозаписи с участием Максима Пекарского, в которой он поздравляет горожан с Днем Победы. Несвоевременно, не так ли? «Видео записывали в рамках проекта «Календарь», когда на каждый месяц снимаются отдельные ролики по знаковым датам, - сообщили прессе в администрации города. - Ролик еще не был утвержден мэром, но по какой-то причине был выложен в YouTube-канал «Злат-ТВ». Это быстро заметили, объяснили ошибкой и удалили. Но сегодня видео стало гулять по интернету с комментариями в духе «кто празднику рад». Кто выложил видео и с какой целью, чиновники разбираться не стали, а просто провели кадровую перестановку в МУП «Злат-ТВ». Примечательно, что в июле прошлого года Дарья Сивухина уже оказывалась в центре конфликта между экс-мэром Вячеславом Жилиным и группой предпринимателей Златоуста. Сивухина обращалась в региональный Союз журналистов и следственный комитет с просьбой защитить ее, так как ей поступали угрозы возбудить уголовное дело в случае, если она не даст показания против мэра. Тогда после шума в СМИ угрозы прекратились. А вскоре последовала отставка Жилина с поста мэра.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)      

 

ЯНВАРЬ, 13

Еженедельник «Юг Times»

Сотрудники Управления Следственного комитета России по Краснодарскому краю закончили проверку действий ростовских полицейских, устроивших 15 ноября 2019 года обыск в редакции кубанского русско-английского еженедельника «Юг Times». Обыск проходил в рамках расследования уголовного дела, возбужденного два года назад по заявлению владельца ЗАО «Концерн «Покровский» Андрея Коровайко и начальника службы безопасности Сергея Ечкалова. Коровайко и Ячкалов заявили, что неизвестные лица, находившиеся в помещении, которое сейчас занимает редакция газеты, размещали в сети Интернет информацию, порочащую репутацию «Покровского» и его руководителей. К еженедельнику «Юг Times» это не имеет никакого отношения. Как сообщает редакция со ссылкой на результаты проверки действий полиции следственным комитетом, у следователя СЧ СУ МВД России по Ростову-на-Дону младшего лейтенанта юстиции Я. О. Батальщикова формально не имелось достаточных оснований для вынесения постановления на производство обыска в этом офисе. Прокурором Ростовской области внесено представление начальнику областного ГУВД о привлечении полицейских к ответственности за волокиту и иные нарушения законодательства, допущенные при расследовании уголовного дела, в том числе при производстве обыска по истечении срока давности уголовного преследования. Сам господин Коровайко любит судиться с журналистами. Мы рассказывали о проходившем в 2018 году в Ленинском районный суде Ростова-на-Дону процессе, в ходе которого Коровайко выиграл стотысячные иски о защите чести и достоинства у ООО «Губерния», сетевого издания «Cod61.ru» и ООО «Газета «Новые известия». Ещё ряд изданий отделались лёгким испугом: им удалось доказать в суде, что опубликованная ими информация о якобы неэтичном поведении Коровайко была взята из других СМИ и воспроизведена дословно.

 

Информация Анны Лебедевой (Ростов-на-Дону)               длящийся

 

ЯНВАРЬ, 13

СМИ Камчатского края

В Петропавловске-Камчатском должны закрыть прием заявок от участников тендеров на предоставление информационных услуг для аппарата губернатора и правительства. От участников требовалось: создание и сопровождение интернет-сайтов, услуги в области рекламы и маркетинга, материалы в печатных изданиях и в эфире. Всего было объявлено девять тендеров, три - с охватом территории всего ДФО, шесть - местного уровня. Суммы фигурируют разные, от 520 тысяч до 4 200 000 рублей, средняя цена контракта обойдется бюджету Камчатского края в миллион-полтора, а всего по девяти тендерам власти полуострова готовы заплатить 14 690 333 рубля. В последние недели минувшего года масс-медиа и эксперты отмечали шаткость позиций губернатора края Владимира Илюхина, хотя он старается не давать Кремлю поводов для недовольства своей персоной, но по «ключевым показателям эффективности» среди губернаторов он оказался в аутсайдерах. Возможно, именно поэтому, аппаратом губернатора и правительства края ставятся задачи воздействовать на умы жителей Камчатки, в том числе и посредством социальных сетей: Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki в количестве не менее 270 единиц. «Аудитория страниц Исполнителя, согласно метрике социальной сети, должна не менее чем на 70% состоять из пользователей, зашедших в Интернет с территории Камчатского края», - говорится в условиях госконтракта. Жители региона массово недовольны своим уровнем жизни, и тем парадоксальнее выглядит попытка повысить рейтинг власти за их деньги, потратив почти пятнадцать миллионов рублей из бюджета, - резюмирует информационное агентство «Восток-Медиа».

 

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)

 

ЯНВАРЬ, 13

Портал 66.ru

Администрация Екатеринбурга намерена пожаловаться в правоохранительные органы на сотрудников портала 66.ru из-за акции «Улица разбитых фонарей имени А. Г. Высокинского», прошедшей 10 января в сквере за Оперным театром. Журналисты разместили соответствующие знаки в сквере, указав, что они «отражают реальную ситуацию» - после недавней реконструкции неизвестные вандалы регулярно разбивают плафоны на фонарях, находящихся на уровне человеческого роста. В мэрии считают действия журналистов «провокацией». «Создаваемые и публично признаваемые рядом интернет-изданий провокации - не что иное, как попытка нагнетания информационной повестки, как правило, несколько скудной в постпраздничные январские дни», - считает начальник правового департамента администрации Татьяна Ширяева. Сейчас ее департамент готовит к направлению в правоохранительные органы заявления с целью привлечь журналистов к ответственности. Также они хотят «наказать виновных в вандализме в сквере за оперным театром». Чиновники призвали граждан не поддаваться на провокации и «по возможности препятствовать нарушению общественного порядка». В то же время в мэрии пока не уточнили, в чем они считают виноватыми журналистов. Директор 66.ru Богдан Кульчицкий в разговоре с коллегами из Znak.com заявил, что не понимает, в чем конкретно обвиняют его сотрудников. «Мы подготовим материал, где наш юрист даст правовую оценку происходящему, - пообещал он. - Никто из редакции 66.ru не бил фонари в сквере за оперным театром. Более того, мы не знаем, кто их бил». В разговоре с корреспондентом другого уральского портала URA.RU главе администрации Екатеринбурга Александру Высокинскому был задан вопрос о том, что как минимум 30 лет администрация города ни разу не просила полицию проверить публикации журналистов, почему это сделано сейчас? «Мы хотим попросить наших коллег из правоохранительных органов проверить наличие признаков состава преступления по призывам к вандализму, чему-то еще…Если состав есть - нужно садиться и разговаривать, что делать, - таков был ответ мэра. Все эти действия чиновников вызвали недоумение в медиа-сообществе. Ведь не только журналисты портала 66.RU критиковали мэрию за чрезвычайно долгое обновление сквера за Оперным театром: реконструкция не была завершена ни к торжественному Дню города в августе, ни к официальному празднику в ноябре. СМИ и общественники не раз критиковали низко расположенные фонари, которые практически сразу разбили неизвестные. Теперь оказывается, что во всем виноваты журналисты?

 

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)          другое

 

ЯНВАРЬ, 13

Игорь Горланов

Видеоблогера, активиста «Протестного Кузбасса» Игоря Горланова (на всю страну прославившегося сюжетом, в котором он разорвал официальное издание текста Конституции РФ) перевели из столичной психиатрической больницы в кемеровскую. Его законного представителя – адвоката «Правозащиты Открытки» Анри Цискаришвили об этом переводе никто не оповестил, о чем он рассказал сайту МБХ «Медиа». С 12 января, по словам А. Цискаришвили, он не мог попасть к своему подзащитному из-за объявленного в московской больнице карантина, и лишь спустя три дня его уведомили о том, что молодого человека увезли в Кемерово. Игорь Горланов, которому на днях исполнится 22 года, известен в Сети как «новокузнецкий сирота». Пять лет он добывается от муниципальной власти положенного ему по закону жилья. Однако власть обратила на него внимание после того, как он простоял больше часа в одиночном пикете с плакатом «Долой Путина» За «несанкционированную акцию» суд назначил либертарианцу (он в то время состоял в этой партии, потом вступил в «Яблоко») 10 суток ареста. Такова была цена обретенной им популярности. Она резко возросла, когда он выложил на YouTube видео «Это мне больше не пригодится», разорвав основной закон Российской Федерации. С учетом того, что ранее Игорь Горланов «оскорбил» на своей странице ВКонтакте федеральную власть в лице того же главы государства. В отношении него был составлен протокол по ч. 3 ст. 20.1 КоАП («Распространение сведений, выражающих явное неуважение к власти, лицом, совершившим аналогичное правонарушение более двух раз»), что грозило ему штрафом от 100 до 200 тыс. рублей, однако полиция, вероятно, из-за большого общественного резонанса, решила дело не возбуждать (как пояснила тогда его адвокат, этой акцией он показал, что Конституция в нашей реальности стала «ненужной», потому что не исполняется: превращают ее в «макулатуру» сами власти, в частности, не предоставляющие сиротам гарантированное им основным законом жилье). В ноябре 2019 мэрия Новокузнецка выделила Горланову квартиру, но, как сообщал он своим подписчикам, в очереди на получение жилья в этом городе стоят еще 1700 сирот, и он продолжал привлекать к этой теме внимание общественности и местных властей. 27 декабря 2019 года новокузнецкого активиста в Москве задержали сотрудники полиции у администрации президента РФ, где он стоял в одиночном пикете в поддержку политических заключенных. Оттуда стражи порядка доставили Игоря в психиатрическую клиническую больницу №4 им. П.Б. Ганнушкина, где он и встретил новый, 2020 год. Заседание Преображенского районного суда, состоявшееся 30 декабря на территории медучреждения в отсутствии адвоката (как он позже выяснил, слово Игорю Горланову тоже не было предоставлено) назначило «возмутителю спокойствия» в Кузбассе (а теперь и в Москве) принудительное лечение. Анри Цискаришвили обжаловал это постановление в Мосгорсуде, а также подал жалобу в прокуратуру. В ней сказано: «Решение о госпитализации Горланова И. И. вынесено произвольно, судом не установлены обстоятельства, послужившие основанием для назначения диагноза, а также не дана критическая оценка доводам специалистов, выставивших этот диагноз, без документов, свидетельствующих о длительности заболевания». Адвокат уверен, что никаких оснований для помещения Игоря Горланова в такого рода медучреждения нет. Заключение комиссии врачей-психиатров лишний раз подтвердило бессмертие пьесы классика «Горе от ума», главный герой которой объявлен сумасшедшим за протестные умонастроения. Вот цитаты из этого документа: «С 18 летнего возраста стал заниматься бурной общественной деятельностью, направленной на критику и свержение существующего общественного строя… Требовал предоставления ему причитающейся по закону жилищной площади… Выступал против полицейского произвола, а также выступал за предоставление ему квартиры». Все это, по мнению экспертов, свидетельствует о психических отклонениях? 13 января Горланов принудительно переведен из московского в кемеровский психиатрический стационар. В СМИ и социальных сетях Игоря называют «самым главным сиротой Кузбасса». По всей вероятности, не только местная власть увидела в нем реальную опасность: иначе происходящее с ним трудно объяснить.

 

Информация Георгия Бородянского (Омск)                 другое – 2 раза

 

ЯНВАРЬ, 13

Иван Голунов

Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении полицейских, проводивших задержание спецкора «Медузы» Ивана Голунова. Дело возбуждено по статье о превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий, сообщил Голунов в своем телеграм-канале. СК сообщил об этом Голунову в письме от 18 декабря. Спустя день после этого президент России Владимир Путин сказал, что против сотрудников МВД, задерживавших журналиста, возбуждены уголовные дела. При этом статья, по которой возбуждены дела, не называлась. Ранее Голунов обращался в ФСБ с просьбой возбудить уголовное дело в отношении полицейских, задержавших его. ФСБ перенаправило его обращение в Генпрокуратуру, следует из ответа службы, поступившего в адрес Голунова (есть в распоряжении «Медузы»). В задержании Ивана Голунова участвовали оперуполномоченные Роман Феофанов, Максим Уметбаев, Акбар Сергалиев, Денис Коновалов и Игорь Ляховец. Их руководителем был глава Отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЗАО Москвы полковник Андрей Щиров. Делом занимался следователь УВД по ЗАО Игорь Лопатин. Мосгорсуд ранее отказался восстановить на службе в МВД Феофанова, Уметбаева, Сергалиева, Коновалова и Щирова.

 

Медуза, 13 января                                                         длящийся

 

ЯНВАРЬ, 13

Все СМИ

Глава Чувашии Михаил Игнатьев призвал «мочить» журналистов и блогеров, которые критикуют власть. Такое заявление было сделано в рамках поздравления главы республики журналистам с Днем российской и чувашской печати. По словам Игнатьева, после «заказных» публикаций о том, «как хорошо в Европе, как хорошо в Америке» местным властям приходится разбираться с «неспокойной ситуацией» и митингами. «Отдельные журналисты или блогеры, которые приходят с разных регионов РФ, хорошо здесь устраиваются. И начинают писать, не знаю о чем и о ком. Лишь бы значит заработать на разных схемах. Поэтому нужно четко обозначить — надо их мочить, как в народе говорят. Надо мочить. Рассказывать, откуда они приехали, с какими помыслами, где живут, где трудятся, на чем зарабатывают. Об этом нужно говорить. Я здесь никого не хочу воспитывать, просто когда искаженная информация, она в конечном счете отражается на тех, кто ее подает», - передает его слова «Правда ПФО». Позднее в пресс-службе главы Чувашии корреспонденту РИА Новости сообщили, что слово «мочить» в речи Михаила Игнатьева о журналистах и блогерах, критикующих власть, означало призыв раскрывать информацию о способах их заработка. «Что касается слова «мочить», то в данном случае оно несло контекст «раскрывать подноготную», писать о заказчиках и целях этой информационной войны, о тех, кто за деньги и по заказу пишет неправду или передергивает факты. И в речи Игнатьева это четко прослеживается», - разъяснил собеседник агентства.

 

РИА Новости, 19 января; Реальное время, 19 января        другое

 

ЯНВАРЬ, 13

Все СМИ

Глава Мордовии Владимир Волков во время собрания в День печати пожаловался на «атаки» и провокации со стороны журналистов. Сюжет с мероприятия опубликован на сайте мордовского «10 канала». «Они критикуют результаты и труд и не ценят труд сотен тысяч жителей Мордовии. В последние несколько месяцев усилились атаки персонально на главу республики. И мы знаем, почему. Мы понимаем, что цели их провокаций — помешать нам в той работе, которую мы проводим по улучшению жизни людей в республике», - зачитал с бумаги свою речь Волков. По словам ведущей сюжета, чиновник говорил о «непокорных журналистах». Ведущая также передала слова главы региона о том, что «один репортаж может отпугнуть инвестора». На собрание пригласили журналистов. Некоторым изданиям вручили подарки и премии, на которые выделили несколько сотен тысяч рублей, передает телеканал.

 

Медиазона, 20 января                                                               другое

 

ЯНВАРЬ, 14

Газета «Калужский перекресток»

Портал Калуги и области

«Агентство «Комсомольская правда-Калуга», которое выступает учредителем двух независимых СМИ Калужской области – газеты «Калужский перекресток» и сетевого издания «Портал Калуги и области www.kp40.ru», подало в Европейский суд по правам человека жалобу на решение российских судов, которые ранее признали материалы, посвящённые вопросу вырубки деревьев, порочащими. Жалобу в связи с нарушением ст. 10 Конвенции («Свобода выражения мнения») готовили Галина Арапова и Екатерина Шмыгина. Поводом для иска стали два материала, опубликованные в 2018 году в газете «Калужский перекресток» и на «Портале Калуги и области», которые были посвящены вопросу организации парковки возле школы. Ради обустройства 50 платных парковочных мест были спилены 15 сорокалетних здоровых кленов, которые служили естественным барьером, отделявшим территорию гимназии от шумной и загазованной проезжей части. Кроны деревьев создавали тень на спорной площадке, на которой проходили все школьные мероприятия. Материал вызвал широкий резонанс в СМИ. В спорных заметках были опубликованы разные точки зрения по теме. В частности, депутат Городской Думы Константин Сотсков, дети которого учатся в гимназии, выступал за организацию парковки, замечая, что его волнует вопрос безопасности высадки детей в районе школы, а зеленых насаждений итак достаточно. В то же время, по мнению большинства педагогов и родителей, инициаторы проекта под видом общественных интересов продвигали свои личные. В статьях содержался комментарий директора гимназии, которая пояснила, что с просьбой организовать парковку вместо деревьев выступили депутаты Городской Думы Калуги Константин Сотсков и Сергей Пройдин, дети которых являются учащимися гимназии. Впоследствии депутаты подали иск в адрес «Агентство «Комсомольская правда-Калуга» о защите чести, достоинства и деловой репутации, где требовали опровержения сведений об их личной заинтересованности в организации парковки и по полмиллиона рублей каждому в качестве компенсации морального вреда. Одним из доказательств истцов служила незаверенная копия заявления родителей учеников гимназии, которые якобы сами просили организовать парковочные места у школы. В суде был представлен подлинник заявления на трех листах, два из которых содержали только фамилии, инициалы граждан и их подписи. Контакты родителей и наименование документа, который был ими подписан, отсутствовали. Однако указанный адрес для направления ответа полностью совпадал с адресом истца Сотскова. В августе 2018 года Калужский районный суд отказал в удовлетворении исковых требований, указав, что спорные сведения не носили порочащего характера. Решение суда было обжаловано истцами: в ноябре 2018 года апелляционная инстанция его отменила и приняла новое решение, которым все оспариваемые сведения были признаны недостоверными и порочащими. Кроме этого, ответчика обязали опубликовать опровержение, а также выплатить в пользу истцов компенсацию морального вреда по 20 тыс. рублей в пользу каждого. «Национальные суды формально подошли к рассмотрению дела: они не анализировали тему публикаций, которая являлась общественно значимой и не дали квалификацию спорных высказываний», - комментирует дело юрист Екатерина Шмыгина и отмечает, что суды придали неверное значение статусу истцов, которые являлись депутатами Городской Думы. Более того, их публичный статус был учтен прямо противоположным образом, нежели чем в свете толкования ст. 10 Конвенции. Истцы должны были проявить большую терпимость, особенно по общественно-значимым вопросам. Тем не менее, в апелляционном определении суд указал, что спорная информация «является порочащей честь и достоинство истцов, в том числе и как депутатов Городской Думы Калуги».

 

Центр защиты прав СМИ, 14 января                            ИСК

 

ЯНВАРЬ, 14

Николай Семена

Железнодорожный районный суд Симферополя удовлетворил ходатайство о снятии судимости с журналиста Николая Семены. В 2016 году ФСБ России возбудило против автора издания Крым.Реалии уголовное дело из-за его публикации о гражданской блокаде полуострова. Материал Семены, опубликованный в рубрике «Мнения», посчитали «публичным призывом к нарушению территориальной целостности России». В сентябре 2017 года Железнодорожный районный суд Симферополя приговорил Семену к двум с половиной годам условно с испытательным сроком и запретом заниматься публичной деятельностью на три года. Журналист не признал вину и настаивал на том, что реализовывал право на свободное выражение мнения. Приговор Семене осудили власти Украины, США, Евросоюза, а также ряд международных правозащитных и журналистских организаций. Адвокаты Семены подали жалобу в Европейский суд по правам человека, однако ЕСПЧ отказал в приоритетном рассмотрении жалобы.

 

Радио Свобода, 14 января                                          длящийся

 

ЯНВАРЬ, 14

Издательский дом «Момент истины»

Издательский дом «Момент истины» просит Тверской суд Москвы запретить журналисту Андрею Караулову использовать товарный знак организации. Об этом ТАСС сообщил адвокат Федор Трусов, представляющий интересы истца. «Мы просим Тверской суд запретить Караулову Андрею Викторовичу использование товарного знака «Момент истины» и сходные с ним до степени смешения обозначения в сети Интернет, в частности, на его личной странице в социальной сети Facebook и в видеоматериалах на официальной странице в YouTube. Размещая товарный знак на своей странице, Караулов вводит широкий круг лиц в заблуждение о своей принадлежности к указанной передаче и опубликованным материалам на канале, в нарушение прав правообладателя товарного знака и закона», - сказал юрист. По его словам, истец также просит суд обязать Караулова удалить изображения товарного знака на его личной странице в социальной сети и в видеоматериалах на его странице в YouTube. «Редакция «Момент истины» самостоятельна и платит за всё, включая расходы с 2009 года, и когда Караулову предложили пополам разделить расходы и войти в состав учредителей СМИ - он отказался», - отметил адвокат. Как следует из исковых требований, журналист Караулов разместил товарный знак, принадлежащий издательскому дому, в качестве обложки на своей личной странице в Facebook, добавив надпись: «Официальная страница журналиста Андрея Караулова». При этом Трусов уточнил, что товарный знак «Момент истины» был зарегистрирован Федеральной службой по интеллектуальной собственности 9 июня 2016 года.

 

ТАСС, 14 января                                              другое

 

ЯНВАРЬ, 14

Сергей Прокопенко

В ФЗГ обратился журналист из Курской области Сергей Прокопенко. Он сообщил, что после публикации статьи об участковых в Железногорске, обвиняемых в получении взятки, на него завели административное дело, которое закончилось привлечением журналиста к административной ответственности. Суть дела - 20 сентября 2019 года он выгнал из подъезда дома, где живет, курившего подростка. Не бил, не трогал его. А тот позвонил в полицию и солгал, что журналист его ударил. Возбудили административное дело. Экспертиза показала, что одна из имевшихся у подростка травм была получена намного раньше инцидента, вторая (о которой в суде не заявляли) - могла быть получена как раньше, так и позже. Все доводы журналиста никого не интересовали, в полиции сказали, что все укладывается в картину его виновности. Все сомнения судья истолковала в пользу подростка, Сергею Прокопенко был назначен штраф в 5 тысяч.

 

**                                                                             другое

 

ЯНВАРЬ, 14

Владимир Шевченко

В Городском суде Санкт-Петербурга рассматривалась апелляция адвоката «Россельхозбанка» по мере пресечения главному редактору портала FinNews Владимиру Шевченко, обвиняемому в вымогательстве 1,2 миллионов рублей у банка. Ранее, в ноябре 2019 года, судья Василеостровского районного суда изменил для журналиста меру пресечения с содержания в СИЗО на домашний арест. Это стало возможным после того, как специалисты Северо-Западного центра судебных экспертиз изучили записи переговоров Шевченко с представительницей банка и не нашли в словах подсудимого признаков угроз или вымогательства. Адвокат банка не согласился с решением судьи о смягчении меры пресечения. Однако Городской суд также не счел необходимым возвращать Шевченко в изолятор, где он и так провел 20 месяцев, пока шло следствие и начинался суд. Однако в Горсуде уточнили решение Василеостровского суда, отдельно указав, что Владимиру запрещено пользоваться интернетом. Другими средствами связи ему также нельзя пользоваться.

 

Лениздат, 14 января                                            длящийся

 

ЯНВАРЬ, 14

Олег Анисимов

В Москве неизвестные избили бывшего главного редактора журнала «Финанс», основателя портала «Вкладер» Олега Анисимова, когда вечером он шел домой из магазина. Журналист был доставлен в Боткинскую больницу. «Вчера на меня напали неизвестные, когда я возвращался с тремя пакетами из магазина. Били сзади в затылок, висок, ухо. Очнулся, когда уже приехала полиция. На скорой увезли в больницу. Телефон, деньги и все остальное на месте», - написал Анисимов на своей странице в Facebook. Он считает, что нападение могло быть связано с расследованиями о финансовых мошенничествах, которые ведет команда основанного им портала «Вкладер». «Судя по статистике посещений конкретных страниц, только за 2019 год благодаря сайту сохранили свои деньги сотни тысяч людей», - написал Анисимов. Он добавил, что ему приходили нерядовые угрозы, также предпринимались настойчивые попытки убрать публикации за деньги.

 

BFM.ru, 15 января                                      угрозы / нападение

 

ЯНВАРЬ, 15

Ольга Сапронова

Гражданский активист Сергей Ожич опубликовал на своей странице в фейсбуке информацию о том, что у журналистки сетевого издания «Градус ТВ» Ольги Сапроновой идет обыск. Ее собираются повезти на допрос в Управление ФСБ на Лубянке. По предварительным данным, возбуждено уголовное дело о публичных призывах к экстремистской деятельности в интернете (ст. 280 УК РФ). В каком статусе находится Сапронова, пока неизвестно. Издание «Градус ТВ» подтвердило информацию об обыске у Сапроновой и о доставлении ее в ГУ ФСБ на Лубянке. Позднее к Ольге Сапроновой приехала адвокат от ОВД-Инфо Ольга Пельше. Гражданская активистка Алла Наумчева сообщила «МБХ медиа», что, по ее информации, в деле фигурирует статья о призывах к нарушению территориальной целостности России (ст. 280.1 УК).

 

ОВД Инфо, 15 янваяр                                  другое

 

ЯНВАРЬ, 15

Мурад Мурадов

Ильяс Капиев

Марат Мурадов

Активисты общественной организации «Город наш» и журналисты, задержанные полицией в ходе осмотра отремонтированной площади в Махачкале, подали иск в суд. Истцы требуют признать незаконными действия полицейских, так как у них не имелось оснований для задержания и доставления в отдел полиции по Советскому району Махачкалы. В соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, доставление представляет собой принудительное препровождение с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, говорится в иске. В нём, в том числе, указывается, что согласно ст. 14 ФЗ «О полиции» полиция имеет право задерживать лиц, в отношении которых ведётся производство по делам об административных правонарушениях. В отношении истцов таковых не велось. Ответчиками по делу выступают УМВД РФ по Махачкале, сотрудник ОП по Советскому району УМВД РФ по Махачкале капитан полиции Мурад Магомедов, а также командир взвода ППС лейтенант полиции Абдулазиз Азизов. В качестве заинтересованного лица выступает пресс-секретарь МВД по РД Гаяна Гариева, которая опровергала факт задержания шести человек на официальной странице ведомства в социальных сетях, назвав произошедшее «доставлением» якобы по причине отсутствия документов, удостоверяющих личность.

 

«Черновик», 15 января                                                   длящийся

 

ЯНВАРЬ, 15

Znak.com

«Ответ прекрасен - отписка чистой воды. Я считаю такой ответ неправомерным и рекомендую его обжаловать, как минимум - в воспитательных целях», - прокомментировала «Лениздату» директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова официальный ответ ГУ МВД на запрос журналистки Znak.com Ксении Клочковой о проверке на экстремизм плакатов, изъятых у оппозиционеров в 2019 году. В полиции отказались отвечать на вопрос, мотивируя это тайной персональных данных задержанных. «В запросе уже содержались персональные данные граждан, относительно которых была запрошена информация, их имена журналист уже знала (то есть ничего нового «персонального» характера у полиции и не спрашивали - ни адреса, ни паспортные данные, ни семейное положение, ничего другого личного. Сведения, которые запрашивались, касались именно деятельности полиции в рамках их компетенции, - объясняет Галина Арапова. - Закон «О персональных данных» часто превратно понимают и часто им прикрываются, чтобы не предоставлять информацию. К сожалению, нормальной судебной практики тоже мало, поскольку мало кто обжалует такие отписки. В своём ответе представители ГУ МВД ссылаются на общее положение этого закон, что такое персональные данные. Но они, видимо, закон до конца либо не дочитали, либо предпочли сделать вид, что не увидели прямого исключения из общего правила. Согласно статье 6 Закона «О персональных данных» можно предоставлять персональные данные граждан без их согласия, если это необходимо «для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных». Юрист посоветовала обжаловать ответ полиции в суде. При необходимости специалисты Центра готовы помочь в отстаивании прав журналиста в этой ситуации.

 

Лениздат, 16 января                                      отказ в инф

 

ЯНВАРЬ, 15

Иван Литомин

Три года колонии общего режима для главы Ширинского района Хакасии Сергея Зайцева запросил прокурор во время слушаний в Черногорском городском суде, передает телекомпания «РТС». По версии следствия, в мае 2019 года Зайцев применил силу против корреспондента «Вести. Дежурная часть» Ивана Литомина, бросив его на пол. Представители СМИ попытались взять комментарий чиновника по актуальному вопросу, однако глава района в грубой форме попытался выставить корреспондентов и применил силу. Прокурор отметил, что Зайцев не признал себя виновным в воспрепятствовании законной деятельности журналистов, что говорит о невозможности его исправления без изоляции от общества. Судебное заседание продлено на неделю. Отметим, судебный процесс против Сергея Зайцев длится четвертый месяц подряд. Журналисты программы «Вести» пытались взять интервью у чиновника по вопросу выделения земельного участка под полигон ТБО. Ранее в отношении Зайцева было возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий при предоставлении земли для полигона.

 

ИА Красная Весна, 15 января                                    длящийся

 

ЯНВАРЬ, 17

Николай Смуров

В Волгограде задержан главный редактор портала V1.RU Николай Смуров. Это произошло после эвакуации школы гимназии №5. В Волгограде прошла очередная волна минирований. Смуров работал на месте происшествия, затем его окружили педагоги. «Перепуганные педагоги гимназии №5 окружили меня возле здания образовательного учреждения и не дают уйти. Вызвали полицию, ждём, когда она приедет», – прокомментировал Смуров. О том, кто вызвал полицию, не сообщается. По словам Смурова начальник территориального управления образования Чернышова была против фото около школы. Удостоверение журналиста не сыграло, по его словам, никакой роли. Его задержали и увезли в отдел полиции для установления личности. Об этом он сообщил коллегам из редакции, после этого связь с ним пропала. В пресс-службе ГУ МВД по Волгоградской области не располагают никакой информацией о задержании Смурова и просят не нагнетать обстановку. Как сообщил источник на месте, Смурова позднее отпустили. Ему якобы позволили вести съемку за оцеплением. Однако педагогов возмутило то, что он снимал детей, из-за этого вызвали полицию.

 

ФедералПресс, 17 января                                   задержание / отказ в инф

 

ЯНВАРЬ, 17

Яна Киблицки

Утверждено обвинение по делу главного редактора «МК в Серпухове» (Московская область), депутата серпуховского Совдепа Яны Киблицки по статьям о клевете и вторжению в частную жизнь. Журналист писала о гибели местного жителя, инвалида детства, который скончался после медицинских манипуляций врача-реаниматолога. Семья погибшего считает виновным в трагедии доктора. Киблицки же, наоборот, защищала медика. Родители молодого человека посчитали, что, описывая эти историю, главред вторглась в их частную жизнь, а изложенная ее версия событий не соответствует действительности. Они подали заявление на Киблицки. В ноябре было возбуждено уголовное дело, по которому журналист проходила подозреваемой. А на днях ей был предъявлен статус обвиняемой. «Мне толком некогда изучить дело, мне надо работать – газета и сайт сами себя не заполнят. А услуги адвоката мне не по карману», - заявила главред Мониторинговому центру по свободе информации и правам журналистов при СПЧ. Она отметила, что возлагает надежды на областную прокуратуру, что ее сотрудники увидят в происходящем «трагикомедию».

 

Лениздат, 17 января                                                    длящийся

 

ЯНВАРЬ, 17

Сергей Вилков

Вадим Рогожин

В Саратовской области в очередной раз возобновили следствие по нападению на журналистов Сергея Вилкова и Вадима Рогожина. Об этом сообщил Вилков на своей странице в Facebook – по его словам, информацию об этом ему передал следователь СУ СК по Саратовской области. «Возобновили в очередной раз следствие по нападению на меня и на журналиста Вадима Рогожина, депутата областной думы (144 УК РФ у меня и покушение на убийство у него)», - написал Вилков. Нападение на Сергея Вилкова было совершено в День печати, 13 января 2015 года. В одном из нападавших Вилков узнал преподавателя клуба «Патриот», который был организован на базе ФСИН при поддержке фонда «Православие и современность», возглавляемого депутатом облдумы Сергеем Курихиным. Полиция возбудила уголовное дело по статье о побоях, но уже в августе того же года было вынесено постановление о приостановлении предварительно следствия, поскольку оно не дало каких-либо результатов - стражи порядка не установили лиц, подлежащих привлечению к ответственности. В январе 2019 года прокуратура Саратовской области отменила данное постановление и передала дело для продолжения расследования в региональное СУ СКР. Однако в итоге это также не дало результата, говорится в письме: еще 17 мая следователь решил прекратить предварительное следствие по такому же основанию, что и полицейские - «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» (пункт 1 части 1 статьи 208 УПК РФ). «Данное процессуальное решение прокуратурой Саратова признано законным и обоснованным, в настоящее время оснований для его отмены не имеется», - сообщили «Свободным новостям» в областной прокуратуре. Покушение на Вадима Рогожина, в связи с которым в СМИ также часто упоминается Курихин, произошло еще в 2009 году. Исполнителей нападения осудили, дело о поиске заказчика было выведено в отдельное производство и приостановлено в первый раз в 2011 году. Действия неустановленного злоумышленника против Рогожина были квалифицированы по пункту «а» части 3 статьи 111 УК РФ (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). В конце прошлого года стало известно, что расследование возобновлено, им занимался отдел по особо важным делам областного СУ СКР. В связи с отсутствием результатов оно было вновь приостановлено 24 октября 2019 года. В последний раз дела о нападении были приостановлены в ноябре прошлого года.

 

ИА «Свободные новости», 17 января                             длящийся – 2 раза

 

ЯНВАРЬ, 17

Газета «Вечерний Мурманск»

Депутат Мурманской областной Думы Михаил Антропов решил засудить городскую газету «Вечерний Мурманск». Причиной послужили несколько материалов, опубликованных на страницах издания. Очистить свою репутацию и привлечь к ответственности автора статей Антропов решил через суд. «Да, всё правильно. Я подал два иска, по двум публикациям, в адрес «Вечернего Мурманска». В одной из статей меня оскорбили и представили в дурном свете. Во второй мои слова вообще переврали», - рассказал СеверПост депутат. Одна из статей, упоминающаяся в иске, посвящена заседанию комитета Мурманской областной Думы по транспорту, дорожному хозяйству и информатизации, его председателем выступает Михаил Антропов. На заседании шла речь о предоставлении льготного проезда в автобусах и троллейбусах студентам и школьникам. По мнению истца, материал написан некорректно. «Я всегда охотно иду на контакт с прессой, даю комментарии, готов реагировать. Но с этими статьями я категорически не согласен, это неправильно, будем судиться», - рассказал Антропов.

 

СеверПост, 17 января                                        ИСК – 2 раза

 

ЯНВАРЬ, 19

«Интерфакс»

Мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов распорядился подать в суд на агентство «Интерфакс» после новости о переносе открытия школы. Кузнецов подчеркнул, что нельзя так относиться к тому, что сделано командой губернатора. В программе «Утро с мэром» на муниципальном канале Ново-ТВ ведущий спросил у Сергея Кузнецова про школу №81 в Заводском районе города, открытие которой, как написал «Интерфакс», «перенесли на неопределенный срок». Учебное заведение строится с 2013 года, отметили журналисты. Отвечая на вопрос ведущего, Кузнецов переспросил точное название агентства: «Интерфак»? с, Факс? А там пишется через, А или через… не будем говорить».

 

Тайга.инфо, 20 января                                               другое

 

ЯНВАРЬ, 20

Алексей Владимиров

В Арбитражном суде Карелии рассматривается дело о клевете, в рамках которого петрозаводский предприниматель Олег Овечкин, занимающийся утилизацией медицинских отходов, судится с редактором сайта «Черника» Алексеем Владимировым. На сайте была опубликована статья о том, то компания «Экофон», которой руководит О. Овечкин, незаконно занималась утилизацией медицинских отходов. Собственно, данный факт уже установлен в суде и Олег Овечкин за незаконную предпринимательскую деятельность получил в начале декабря два года условного наказания. Претензия у бизнесмена к журналисту возникла из-за того, что в статье сообщалось, будто фирма Овечкина в принципе не могла заниматься утилизацией медотходов, поскольку организация, осуществляющая такой вид деятельности, должна иметь лицензию, а чтобы её получить, требуется наличие у подрядчика документа о специальном медицинском образовании. У Овечкина лицензия была и потому его фирма имела право участвовать в конкурсах на получение государственных контрактов на осуществление утилизации медицинских отходов, а также проведение работ по дератизации и дезинсекции объектов. Поскольку на этом специфическом рынке у фирмы мало конкурентов, то и госконтрактов у неё всегда было достаточно. Однако в процессе расследования редакция «Черники» обнаружила одну странность, а именно: Овечкин, участвуя в конкурсах, предъявлял диплом старого образца, полученный им в 2008 году в одном из медицинских колледжей Санкт-Петербурга. Запрос редакции в колледж выявил, что никакого диплома Овечкину в 2008 году не выдавали. Более того, руководство учебного заведения сообщило редакции, что с 2006 года медколледж выдаёт документы нового образца. Эти официальные документы дали А. Владимирову основание написать в статье о том, что фирма Овечкина получала госконтракты по фальшивым документам, что является уголовным преступлением. Редактор А. Владимиров уже направил в суд заявление, требуя дать квалификацию действиям предпринимателя О. Овечкина, участвовавшего в конкурсах по поддельному документу. А. Владимиров считает, что есть основание усматривать в действиях Овечкина признаки преступления по двум статьям - 303 УК РФ («Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности») и 327 УК РФ («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков»). Так что бизнесмен Овечкин, явно не ожидая того, сам оказался в сложном положении. Его иск о клевете, предъявленный Владимирову, скорее всего, не будет удовлетворен, а вот новое судебное дело гарантирует ему неприятности. А. Владимиров настаивает на возбуждении уголовного дела в отношении предпринимателя О. Овечкина и своё заявление в суд подкрепил документами, полученными редакцией из медицинского колледжа.

 

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)         другое

 

ЯНВАРЬ, 20

Полина Рябова

В Турочаке (Республика Алтай) напали на корреспондента «Листка». Правоохранительные органы проводят проверку по заявлению корреспондента газеты «Листок» Полины Рябовой, которая утверждает, что на нее было совершено нападение. ЧП случилось в одном из кафе в селе Турочак, куда Рябова пришла со своей знакомой. В это время в заведении отдыхала компания молодых людей, один из которых стал вести себя агрессивно по отношению к журналистке. Он обвинил ее в предвзятом отношении к районным властям, ударил по лицу и нецензурно высказался в ее адрес. Полина Рябова обратилась в полицию с заявлением о привлечении молодого человека к уголовной ответственности. В редакции «Листка» нападение связывают с профессиональной деятельностью Рябовой. В пресс-службе МВД по Республике Алтай «Новостям Горного Алтая» подтвердили, что такое заявление действительно поступило и по нему проводится проверка. Процессуальное решение по заявлению еще не принято.

 

Новости Горного Алтая, 20 января                         нападение

 

ЯНВАРЬ, 20

Издание «Батенька, да вы трансформер»

Верховный суд России отклонил иск издания «Батенька, да вы трансформер» о признании незаконным совместного приказа Роскомнадзора, Роспотребнадзора, МВД и ФНС, который позволяет блокировать в Интернете материалы о людях, употребляющих наркотики. Об этом сообщает «Медиазона». В приказе говорится, что причиной для блокировки публикации может быть «информация, направленная на формирование у целевой аудитории положительного образа лиц, осуществляющих изготовление, разработку и использование наркотических средств». В этом же документе говорится об описаниях способов самоубийства, детской порнографии и азартных играх. Представители «Батеньки» называют данный приказ цензурой. По их мнению, Роскомнадзор таким образом «пытается заставить замолчать всех, кто говорит о сложных и болезненных темах». В декабре 2018 года в издании «Батенька. да вы трансформер» была опубликована статья «Героин – собственность модели», в которой рассказывалась история Анны Глазовой, около 10 лет употребляющей героин. Героиня текста рассказывает автору, как пытается поддерживать свой уровень жизни на социализированном уровне. «Мне важно сказать, что не все наркоманы – конченые люди», – говорит герой текста. Публикация текста вызвала резкие дискуссии в российском сегменте интернета, некоторые читатели, в том числе журналисты и медиаменеджеры, предположили, что статья может романтизировать употребление наркотиков. Роскомнадзор включил статью в реестр информации, запрещенной к распространению в России. После этого в декабре 2018 года доступ к статье заблокировало МВД. Глазову феврале 2019 года арестовал суд. Роскомнадзор также грозил целиком ограничить доступ к изданию «Батенька, да вы трансформер». В издании считают, что материал о героиновой зависимости не создавал положительного образа людей, употребляющих наркотики. Кроме этого, журналисты настаивают на том, что в статье о Глазовой не было информации о способах изготовления и приобретения наркотиков.

 

«Медиазона», 20 января                                    другое

 

ЯНВАРЬ, 20

Газета «Новые колеса. Еженедельник»

В суде Центрального районного Калининграда рассматривается дело о ликвидации газеты «Новые колеса. Еженедельник». По сути, это приемник «Новых колес» Игоря Рудникова, которые ранее были закрыты, пока сам Рудников сидел в СИЗО по обвинению в вымогательстве. Дело главреда было переквалифицировано судьей в последний момент, на оглашении приговора в июне 2019 года, и журналист, а также обвинявшийся в пособничестве бывший заместитель полпреда в СЗФО Александр Дацышин вышли из зала суда на свободу. Тем временем в Калининграде продолжалась борьба за сохранение редакции «Новых колес». Взамен упраздненной по решению РКН газеты была создана новая - «Новые колёса. Еженедельник». Однако она не могла выходить, соблюдая заявленную периодичность. Во-первых, главред сидел в СИЗО, во-вторых, судебные приставы забрали оборудование. Только в ноябре 2019 года после освобождения главреда и возвращения оргтехники, редакция заработала и вышел первый номер газеты. Тем не менее, Роскомнадзор настаивает на ликвидации «НК». Разбирательства идут в суде. В понедельник, 20 января, судья отложила заседание, согласившись истребовать документы, подтверждающие и арест Рудникова, и изъятие компьютеров.

 

Лениздат, 21 января                                      другое

 

ЯНВАРЬ, 20

Иван Голунов

Журналиста Ивана Голунова допросили в качестве потерпевшего по делу о превышении полномочий полицейскими. Об этом «Эху» рассказал адвокат журналиста Сергей Бадамшин, он добавил, что по этому делу пока никто не задержан. По словам Бадамшина, у него и Голунова пытались взять подписку о неразглашении, но они отказались. Летом прошлого года спецкора сайта «Медуза» задержали в Москве по подозрению в покушении на сбыт наркотиков. На фоне общественной кампании, преследование журналиста прекратили. В декабре стало известно, что в отношении полицейских, задержавших Голунова, возбуждено уголовное дело.

 

Эхо Москвы, 20 января                                 длящийся

 

ЯНВАРЬ, 21

Иван Голунов

Специальный корреспондент «Медузы» Иван Голунов потребовал официальных извинений от имени государства за незаконное уголовное преследование. Как сообщил его адвокат Сергей Бадамшин, соответствующая жалоба подана на имя нового генпрокурора России Игоря Краснова. В документе отмечается, что у журналиста есть право на реабилитацию, согласно которому ему должны принести извинения в письменной форме не позднее одного месяца со дня постановления о прекращении уголовного преследования. Этого так и не было сделано. «Прошу признать незаконным бездействие должностных лиц Генеральной прокуратуры, выразившееся в невыполнении обязанности принести официальное извинение от имени государства, и принести официальное извинение от имени государства», - говорится в жалобе.

 

Медуза, 22 января                                           длящийся

 

ЯНВАРЬ, 21

Роман Юшков

Ленинский районный суд Перми принял решение выплатить пермскому гражданскому активисту Роману Юшкову 50 тысяч рублей в виде компенсации морального вреда за преследование в связи с отрицанием еврейского холокоста. Своим решением по иску Юшкова судья Ирина Чикулаева подтвердила факт незаконности его уголовного преследования в виде возбуждения уголовного дела по статье «Реабилитация нацизма» (ст. 354.1 УК РФ) и последовавших за этим обысков, допросов, изъятия оргтехники, прослушки телефонных переговоров, подписки о невыезде, судебного разбирательства и т.д. Ответчиком на суде выступило Министерство финансов РФ, однако в качестве третьих лиц суд привлёк следственный комитет, расследовавший уголовное дело в отношении Юшкова, и прокуратуру, давшую на него своё одобрение. Представитель следственного комитета в судебном заседании оправдывался за свои незаконные действия, говоря, что следователи, осуществляя незаконное преследование Юшкова, подчинялись законодательству и своим служебным инструкциям. Напомним, уголовное дело в отношении Романа Юшкова было возбуждено в 2017 году за репост в соцсетях статьи мурманского писателя Антона Благина «Евреи! Верните немцам деньги за мошенничество с Holocaust six millions jews!», который Юшков сопроводил своими одобрительными комментариями. В сентябре 2018 года суд присяжных Пермского краевого суда не внял логике Следственного комитета и оправдал Романа Юшкова, вследствие чего он получил право на реабилитацию. Впоследствии прокуратура пыталась обжаловать это решение, однако Верховный Суд РФ оставил его в силе.

 

Перископ, 22 января                                       другое

 

ЯНВАРЬ, 21

Телеканал «Россия 1»

Выпуск программы «Андрей Малахов. Прямой эфир» на «России 1», посвященный исчезновению подростка Влада Бахова в Смоленской области, был снят с эфира. Об этом на своей странице в Instagram сообщила телеведущая Яна Поплавская, присутствовавшая на съемках. Она считает, что правду о Бахове «пытаются замять». По словам ведущей, во время съемок передачи выяснилось, что несовершеннолетнюю дочь водолаза, участвовавшего в поисках подростка, захотели заставить дать показания против ее отца. Она также сняла момент, как Малахов вышел в прямой эфир в соцсетях, обращаясь к губернатору Смоленской области Алексею Островскому. Источники Поплавской сообщили ей, что выпуск сняли с эфира по указанию сверху. Поплавская назвала происходящее вокруг истории исчезновения Бахова диким беззаконием и пообещала не останавливаться, пока не накажут виновных. Она обратилась к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину, главе МВД Владимиру Колокольцеву и генпрокурору Игорю Краснову с просьбой разобраться в ситуации. Судя по программе передач на сайте «России 1», на европейской территории РФ программа не вышла из-за специального выпуска ток-шоу «60 минут», который длился 2,5 часа. Эфир был посвящен грядущим конституционным изменениям и новому составу правительства. «Прямой эфир» в назначенное время успели увидеть только жители Дальнего Востока. Бахов исчез в апреле 2019 года после пикника в лесу Демидовского района Смоленской области, где он вместе с друзьями праздновал день рождения товарища. По словам приятелей, он много выпил, пошел в лес и пропал. Поиски подростка оказались безрезультатными. Последний выпуск «Прямого эфира» стал четвертым в серии программ об исчезновении Бахова. В предыдущих эпизодах высказывались предположения о том, что друзья подростка могут что-то скрывать, а в деле могут быть замешаны их родители. Отмечалось, что отец одной из участниц пикника служит заместителем начальника местной полиции, а отец другого присутствовавшего на праздновании подростка — глава администрации Титовщинского сельского поселения. Ранее Малахов сообщал, что выпуск «Прямого эфира» о Бахове от 16 декабря удалось посмотреть не всем, так как в деревне Демидово, недалеко от которой исчез подросток, отключили свет. Ведущий пообещал повторить эфир для жителей Смоленской области.

 

Лента.Ру, 22 января                                           цензура

 

ЯНВАРЬ, 21

Телеканал «Россия 1»

Выпуск программы «Андрей Малахов. Прямой эфир» на «России 1», посвященный исчезновению подростка Влада Бахова в Смоленской области, был снят с эфира. Об этом на своей странице в Instagram сообщила телеведущая Яна Поплавская, присутствовавшая на съемках. Она считает, что правду о Бахове «пытаются замять». По словам ведущей, во время съемок передачи выяснилось, что несовершеннолетнюю дочь водолаза, участвовавшего в поисках подростка, захотели заставить дать показания против ее отца. Она также сняла момент, как Малахов вышел в прямой эфир в соцсетях, обращаясь к губернатору Смоленской области Алексею Островскому. Источники Поплавской сообщили ей, что выпуск сняли с эфира по указанию сверху. Поплавская назвала происходящее вокруг истории исчезновения Бахова диким беззаконием и пообещала не останавливаться, пока не накажут виновных. Она обратилась к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину, главе МВД Владимиру Колокольцеву и генпрокурору Игорю Краснову с просьбой разобраться в ситуации. Судя по программе передач на сайте «России 1», на европейской территории РФ программа не вышла из-за специального выпуска ток-шоу «60 минут», который длился 2,5 часа. Эфир был посвящен грядущим конституционным изменениям и новому составу правительства. «Прямой эфир» в назначенное время успели увидеть только жители Дальнего Востока. Бахов исчез в апреле 2019 года после пикника в лесу Демидовского района Смоленской области, где он вместе с друзьями праздновал день рождения товарища. По словам приятелей, он много выпил, пошел в лес и пропал. Поиски подростка оказались безрезультатными. Последний выпуск «Прямого эфира» стал четвертым в серии программ об исчезновении Бахова. В предыдущих эпизодах высказывались предположения о том, что друзья подростка могут что-то скрывать, а в деле могут быть замешаны их родители. Отмечалось, что отец одной из участниц пикника служит заместителем начальника местной полиции, а отец другого присутствовавшего на праздновании подростка — глава администрации Титовщинского сельского поселения. Ранее Малахов сообщал, что выпуск «Прямого эфира» о Бахове от 16 декабря удалось посмотреть не всем, так как в деревне Демидово, недалеко от которой исчез подросток, отключили свет. Ведущий пообещал повторить эфир для жителей Смоленской области.

 

Лента.Ру, 22 января                                           цензура

 

ЯНВАРЬ, 21

Все СМИ

Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) обеспокоена враждебностью и насилием, жертвами которых становятся журналисты во всем мире, а также тем, что почти 90% таких преступлений остаются безнаказанными. Об этом говорится в распространенном в понедельник заявлении. Организация отмечает, что в 2019 году количество убийств журналистов сократилось почти вдвое и находится на самом низком уровне за последние 10 лет: 56 случаев по сравнению с 99 в 2018 году, пишет ТАСС. Всего же, в период с 2010 по 2019 годы ЮНЕСКО зафиксировала 894 убийства. Наиболее высокий показатель в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, а также Азиатско-Тихоокеанского региона и арабских государствах. При этом эксперты отмечают, что в 2019 году большинство журналистов (61%) погибли в странах, не затронутых вооруженными конфликтами. ЮНЕСКО делает вывод, что журналисты подвергаются экстремальным рискам не только в горячих точках, но и расследуя деятельность политиков, коррупцию и правонарушения в своих родных городах. Организация подчеркивает, что угрозы против журналистов направлены на то, чтобы заставить молчать авторов критических высказываний и ограничить доступ граждан к информации.

 

Российская газета, 21 января

 

ЯНВАРЬ, 21

Ииздание «Север.Пост»

Пресс-секретарь мурманского судоремонтного завода, входящего в состав Объединённой судостроительной корпорации, назвала журналистов местного издания «Север.Пост» «пиндосовскими тварями». Такой комментарий Ольга Попова оставила в социальной сети ВКонтакте, отреагировав на статью о долгах перед сотрудниками завода. Журналисты «Север.Пост» опубликовали информацию о том, что общая сумма долгов составляет 16 миллионов рублей и что в связи с этим директора завода Евгения Зудина оштрафовали на 10 тысяч рублей. В свою очередь, издание Север.Реалии сообщает, что в Объединённой судостроительной корпорации назвали высказывания Поповой в адрес журналистов «неэтичными» и «недопустимыми», пообещав разобраться в ситуации.

 

Радио Свобода, 21 января                                         другое

 

ЯНВАРЬ, 22

«Независимая газета»

Арбитражный суд Москвы в пятницу частично удовлетворил иск «Транснефти» к «Независимой газете» (НГ) и директору Фонда прогрессивной политики Олегу Бондаренко. Претензии касались статьи политолога «Будем компаундировать», опубликованной в «НГ» и посвященной катастрофическому инциденту с загрязнением нефти в нефтепроводе «Дружба» в апреле 2019 года. Адвокат Бондаренко Олеся Петроль заявила, что оспорит решение суда. «Теперь, получается, любое мнение, предположение или оценочное суждение о «Транснефти» может быть совершенно неожиданно для журналиста признано порочащими сведениями. Разумеется, мы будем обжаловать решение», - сказала Олеся Петроль в интервью RNS в субботу. В статье Бондаренко выдвигал версию о том, что причиной загрязнения в нефтепроводе «Дружба», по его мнению, стало ухудшение качества нефти из-за так называемого «компаундирования» - смешения различных сортов нефти. Автор утверждал, что к «Транснефти» якобы «прилепились» мини-заводы, которые извлекают из прокачиваемой нефти легкие фракции, «а назад в трубу сливаются отходы низкотехнологичной перегонки». «Транснефть» же настаивала в суде, что публикация является недостоверной и существенно подрывает деловую репутацию компании, передает РАПСИ. Суд обязал редакцию в течение 5 дней с даты вступления в силу решения удалить спорную статью, опубликовать опровержение спорной статьи на сайте и в выпуске печатного издания и взыскать с газеты и автора материала солидарно 1,5 млн. рублей.

 

Газета.Ру, 22 января                                           ИСК

 

ЯНВАРЬ, 22

Издание «Карелия. Ньюс»

В Петрозаводске после нескольких публикаций издания «Карелия. Ньюс» МЧС все же объявило о проведение внеплановой проверки ТРК, где, по данным бывшего сотрудника, может не работать пожарная сигнализация. Однако журналистов и самого бдительного экс-сотрудника на эту проверку брать отказываются, ссылаясь на некий федеральный закон. В свою очередь, главный редактор издания напоминает пожарным, что после трагедии в «Зимней вишне» в аналогичных проверках торговых центров сотрудники СМИ участвовали. Кроме того, в редакции полагают, что в самом ТРК, пока не началась проверка, могут устранить неполадки, если таковые имелись. В такой ситуации журналистов в дальнейшем еще и обвинят в дезинформации, тем более, что уже сейчас  глава Карелии и некоторые местные депутаты уже пытаются пристыдить СМИ якобы за мнимую сенсационность их материалов.

 

Лениздат, 22 января                                  отказ в инф

 

ЯНВАРЬ, 22

Издание «Парк Гагарина»

Юлия Илларионова

На самарское издание «Парк Гагарина» и его директора Юлию Илларионову Роскомнадзор составил четыре протокола по закону об «иностранных агентах» (ч. 2 ст. 19.34 КоАП). Об этом сообщает «Медиазона» со ссылкой на адвоката международной правозащитной группы «Агора» Станислава Селезнева. «Медиазона» уточняет, что протоколы составили из-за публикаций издания на странице Вконтакте. Роскомнадзор заявил, что «Парк Гагарина» не промаркировал отметкой «иностранный агент» каждую публикацию Вконтакте. В июле 2019 года «Парк Гагарина» попытались привлечь к ответственности по статье об «участии в деятельности нежелательной организации». Прокуратура начала проверку издания из-за упоминаний на его сайте движения «Открытая Россия». В итоге прокуратура отчиталась: «Нарушений требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности не выявлено».

 

ОВД Инфо, 20 января                                        другое

 

ЯНВАРЬ, 22

Андрей Еремизин

Торговец, напавший на журналиста телеканала «Крым 24» Андрея Еремизина во время съемок сюжета, предстанет перед судом. Об этом Крыминформу сообщила старший помощник руководителя ГУ СКР по Республике Крым Ольга Постнова. «Сотрудниками следственного отдела по Евпатории в ходе следствия были установлены все обстоятельства совершенного преступления. Ход расследования находился на контроле руководства Главного следственного управления. В настоящее время расследование уголовного дела завершено. С утвержденным обвинительным заключением оно направлено в суд для дальнейшего рассмотрения по существу», – сообщила Постнова. Она отметила, что напавшему инкриминируют совершение преступления по части 3 статьи 144 УК РФ («Воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста, соединенном с насилием и с угрозой применения такого насилия»). Нападение было совершенно 19 ноября 2019 года, когда на местном рынке съемочная группа телерадиокомпании «Евпатория» – филиала «Крым 24» – готовила репортаж о стихийной торговле. В момент съемки представитель группы торговцев нанес удар видеооператору телеканала Андрею Еремизину.

 

Крыминформ, 22 января                                            длящийся

 

ЯНВАРЬ, 22

СМИ Екатеринбурга

Заместитель главы Екатеринбурга по капстроительству и вопросам землепользования Алексей Бирюлин оказался категорически против того, чтобы на обсуждении нового проекта генплана до 2023 года на площадке свердловского Союза архитекторов 22 января присутствовали журналисты. «Это закрытое обсуждение», - заявил он и выгнал всех представителей СМИ. При этом накануне в телеграм-канале общественной организации «Парки и скверы Екатеринбурга» появился анонс мероприятия, в котором говорилось, что речь идет об открытых общественных обсуждениях, на которых могут присутствовать жители города. Бывший главный архитектор города Михаил Вяткин сказал журналистам, что в Союзе не против освещения этой темы в СМИ, но согласился с решением мэрии. Между тем, проект нового генплана стал поводом для конфликта между мэрией и застройщиками, который развивается до сих пор. Некоторые девелоперы уверены, что новации будут тормозить строительство жилья, и ухудшат ситуацию на рынке. Почему жители города должны оставаться в неведении о предлагаемом решении этого важного вопроса?

 

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)         отказ в инф – 3 раза

 

ЯНВАРЬ, 23

«Открытая газета. Для всех и каждого»

В редакцию «Открытая газета. Для всех и каждого» пришло официальное письмо из Следственного комитета Белоруссии, изумившее всех сотрудников. Начальник отдела одного из следственных управлений соседней республики сообщил шокирующую новость: в производстве отдела находится уголовное дело по ч. 1 статьи 31 УК Республики Беларусь в отношении двух хакеров, «которые в 2018 – 2019 годах совершили незаконные действия, направленные на прекращение функционирования чужих сайтов в сети Интернет. В ходе расследования получена информация о том, что эти люди из-за корыстной заинтересованности по заказу другого лица осуществили DDoSос-атаку на интернет-сайт». Далее следовала просьба направить всю имеющуюся в редакции техническую информацию для расследования уголовного дела, а также «данные о причиненном ущербе от указанных противоправных действий». Редакция, которой в результате преступных действий был нанесен значительный ущерб, такую информацию предоставила и заявила о готовности участвовать в расследовании преступления в статусе пострадавших. Популярный сайт газеты, который посещали тысячи пользователей, пережил в 2018 и 2019 годах мощнейшие DDoS-атаки и не работал несколько недель, пока редакция искала средства и специалистов для его восстановления. Тут необходимо напомнить о социально-политической атмосфере на Ставрополье в 2019 году, который белорусский следователь в своем письме в редакцию назвал периодом заказных атак на ее сайт. Это были выборы губернаторов, и, по признанию исследовательских фондов и информагентств, самыми грязными они были именно на Ставрополье. Популярный сайт в это время насчитывал более 40 тысяч посещений оригинальных пользователей. В Сети бурно обсуждались поднятые газетой темы коррупции, тем более, что окружение губернатора сотрясали скандал за скандалом, в коррупционных преступлениях были замешаны десятки приближенных, оказавшихся на тюремных нарах или в бегах. Газету, которая ни единого раза не упоминала о «кандидатах в губернаторы», ни с одним не заключала договоров о ведении избирательной кампании, стали травить изобретательно: выпустили фальшивый номер газеты с пакостными «заметками», дабы рассорить ее с читателями, убедить их, что издание «продалось». Стали шантажировать типографию, печатавшую газету, требуя разорвать с ней договор, иначе-де задушат всевозможными проверками. Одновременно была запущена кампания запугивания и шантажа корпоративных подписчиков газеты. Этим лично занялись члены правительства: обзванивали руководителей муниципальных структур с требованием немедленно разорвать договора с редакцией. «Задача коррупционного лобби Ставрополья и командой политтехнологов была поставлена конкретно пацанская», - писала газета. - Любыми способами снести непокорное СМИ с медийного поля края». Коллектив редакции писал заявления в прокуратуру, в Роскомнадзор, в избирком - требовали выявить фальсификаторов… Ни звука в ответ. Задолго до начала кампании начала выходить огромным тиражом в 300 тысяч экземпляров прогубернаторская газета «Наш край» - не зарегистрированное СМИ, с неизвестным издателем, с ложным указанием нахождения типографии в Севастополе. И опять редакция обратилась в Роскомнадзор и краевой избирком с требованием дать правовую оценку происхождению «левого» СМИ и принять соответствующие меры. DDoS-атаки на сайт в 2018 году были столь мощными, что редакция получила предупреждение о его полном отключении, поскольку возникли серьезные проблемы на других сайтах хостера. Спустя пару месяцев специалисты сумели восстановить поврежденный сайт, однако не полностью: до сих пор не восстановлена одна из важных опций - «лента новостей». Вторая атака была осуществлена перед самыми выборами, в 2019 году. Сайт снова восстановили, но обнаружилось, что были уничтожены теги на публикации в период с 2006 до сентября 2019 года. Сейчас посетитель сайта не сможет извлечь для обозрения из архива все статьи, посвященные какому-нибудь антигерою, выскакивает пустая страница, указывающая - он чист и непорочен. Благодаря белорусским следователям редакции известны сейчас имена международных IT-преступников, а в скором времени станут известны и имена заказчиков. Читатели «Открытой», обсуждая сенсационную новость о заказе на обнуление всей информации по выборам на Ставрополье, благодарят белорусских следователей и считают, что у раскрытия этих преступлений в Ставропольском крае не было бы никаких шансов: УПК игнорируют те, для кого он - прямое руководство к действию. Игнорируют часть 2 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса, которая описывает, как должны взаимодействовать СМИ и правоохранители: «По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации». Практически каждый номер «Открытой» газеты содержит информацию о тех или иных признаках преступлений, злоупотреблениях так называемых «людей с ресурсом», то есть при должностях и при больших деньгах.

 

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)             длящийся

 

ЯНВАРЬ, 23

Натела Полежаева

Директора «Новой газеты – Регион», главврача  Центра Реабилитации «Рассвет» Нателу Полежаеву ожидает, по всей вероятности, в скором времени очередной судебный процесс. 20 января  Следственное управление СКР по Омской области предъявило ей обвинение в «уклонении от уплаты налогов» (ст. 199 УК РФ). Основано это дело, как и предыдущие два на фальсификациях, что можно считать уже доказанным фактом. В частности, в нем имеется подписанное от ее имени письмо, где она «благодарит» руководство турецкой компании «Гемонт», более 400 сотрудников которой, работающих по контракту в «ОНПЗ-Газпромнефть», с начала прошлого года жили в «Рассвете» и проходили в нем медосмотры. С апреля 2019 года по указанию руководства нефтезавода «Гемонт» договор с ним расторг, при этом не заплатив за услуги, которыми пользовался последние полтора месяца, около 3 млн. рублей (немногим большая сумма, «сокрытая от налогов», вменяется следствием Полежаевой). После этого «Рассвету» пришлось закрыть ворота перед турецкими рабочими: обслуживать их бесплатно он больше не мог – такая благотворительность в отношении иностранцев выглядела бы странно при отсутствии средств на реабилитацию инвалидов – омичей. Ни нефтезавод, ни «Гемонт», однако, другого места проживания туркам не предоставили и не известили их о расторжении договора. Тем самым был спровоцирован конфликт между турецкими гражданами и охраной «Рассвета», едва не закончившийся столкновениями. Понятно, что в таких обстоятельствах Полежаева благодарить «Гемонт» никак не могла, тем более что задолженность компании ЦР «Рассвет» до сих пор ни на рубль не погашена. В «благодарственном письме» сказано: «Спасибо за то, что вы перечислили 2.5 млн. рублей» на расчетный счет – не Центра Реабилитации, а другого юридического лица. На основании этого письма ей и вменяется «укрывательство» - «уход от налогообложения». Только вот подпись под письмом – не ее. Когда она сказала об этом следователю, он поспешил отправить письмо на почерковедческую экспертизу, не извещая о ней адвоката, которая бы, несомненно, потребовала, чтобы она была независимой: следователь же больше доверяет экспертам, работающим под правоохранительной «крышей». Однако они его разочаровали: в экспертном заключении сказано, что «с большой долей вероятности» подпись Полежаевой не принадлежит. Тем не менее, следователь Краснов готов подписать обвинительное заключение. Стоит заметить, что омские правоохранительные органы, включая УФСБ - инициатора всех уголовных дел в отношении Нателы Полежаевой не имеют претензий к турецкой компании, которая фактически похитила около 3 млн. рублей у омских детей-инвалидов. Это уже отдает госизменой – по крайней мере, изменой самым незащищенным гражданам нашей страны – инвалидам и их родителям. Напомним, в ЦР «Рассвет» до его фактической ликвидации (сейчас там при отключенном электричестве днем занимается только группа аутистов) проходили реабилитацию 700 детей с тяжелыми патологиями и более тысячи взрослых, больных рассеянным склерозом.

 

Информация Георгия Бородянского (Омск)              другое

 

ЯНВАРЬ, 23

Вадим Хлебников

В Калининграде представители партии КПРФ обратились в прокуратуру с просьбой проверить статью в «Новом Калининграде» на достоверность информации. По словам коммунистов, автор работы Вадим Хлебников в статье про послевоенные годы и голод в регионе не привел фактов и она не правдива. На это коммунистам, якобы, пожаловались ветераны Великой Отечественной Войны и первые переселенцы Калининградской области. «Коммунисты посчитали, что редактор «Нового Калининграда» Вадим Хлебников ссылается не на какие-то документы и факты, а в его статье просто приведены… и ссылки которые он дает, они из какого-то художественного произведения. Родилась идея обратиться в прокуратуру к господину Хлопушину с просьбой проверить факты, изложенные в данной статье и дать им правовую оценку», - рассказал в интервью журналисту «Каскада» первый секретарь калининградского отделения КПРФ Максим Буланов. В свою очередь, Вадим Хлебников посчитал такое заявление безосновательным и привел свои доводы, по поводу правдивости материалов в работе.  «Мне очень смешно слышать про художественную литературу, я не очень понимаю, что они под ней подразумевают. Более того, под статьей, специально для развития вот таких событий, публикую большой список источников и литературы, чтобы можно было открыть, посмотреть, почитать и увидеть, что все в них расписано. Там есть мемуары Михаэля Вика. Это немец, который здесь жил, используются его воспоминания. Но это мемуары и в них четко написано, что он ручается за достоверность этих фактов. Понятное дело, что это слова человека, но все это не опровергнуто и они в некоторых вещах пересекаются с данными, которые мы получили из государственного архива, с официальными документами. Мы же с первичными документами работали над этим текстом», - рассказал Вадим Хлебников. Ситуацию прокомментировал и калининградский историк Андрей Ярцев. Он подтвердил тот факт, что в первые послевоенные годы на территории региона действительно был голод. «В 45-м не было голода, потому что область была еще мало заселена. Но получилось что, поехали первые переселенцы, их было по 20-30 тысяч, приезжало. Это резко сокращало запасы продовольствия. Голод был. Вот по этой причине», - сказал Андрей Ярцев. Как рассказал нам представитель партии КПРФ, они не планируют требовать наказать журналиста за статью, единственное чего хотят добиться коммунисты – это опровержения приведенной информации.

 

«Новый Калининград», 23 января                            другое

 

ЯНВАРЬ, 23

Андрей Ратьков

Главный редактор информационного портала «СочиСтрим» Андрей Ратьков выложил на YouTube ролик, в котором рассказал об угрозах, получаемых им из-за попытки проверить на подлинность информацию о «бомжах-ветеранах». Про них 19 декабря на большой пресс-конференции Владимиру Путину рассказал редактор газеты «Президент» Сергей Комков. «Я только что вернулся из Краснодарского края, где наша газета провела журналистское расследование. В Сочи к 60-летию Победы были построены специальные дома ветеранские. Сегодня они превращены в настоящие трущобы или ночлежки. Ветераны там живут как бомжи. Дома разваливаются. Городские власти совершенно запустили эти объекты, – жаловался Комков главе государства. - Более того, они используют эти объекты в собственных целях. Они заселяют туда людей, взимают с них деньги, то есть они наживаются на этом, а ветераны страдают. При этом администрация Сочи сносит прекрасные дома по городу и уничтожает эти дома. Хотя застройщики и инвесторы говорят, что готовы выделить благоустроенные квартиры для ветеранов и инвалидов войны». Редактор «СочиСтрим» усомнился в этой информации. 16 января на его сайте вышел материал, в котором говорилось о том, что газета «Президент» не является СМИ, сам Комков руководил «Общественным всероссийским фондом образования», закрытым по суду еще в 2007 году, а, кроме того, он свою степень доктора права получил в «Международной академии наук Сан-Марино». Но еще больше сомнений у сочинского журналиста вызвали доводы о жутком состоянии домов, куда переселили ветеранов, и о том, что застройщики готовы предоставить участникам войны квартиры в прекрасных, но незаконно возведенных домах. В «СочиСтрим» предположили, что за всей историей с жалобой Путину могли стоять те самые застройщики, чьи здания суд постановил снести. «Я изначально засомневался в подлинности и не ангажированности информации, которую Сергей Комков изложил Путину. Особенно интересен здесь тезис о том, что сочинские самострои, назначенные к сносу по решению суда, надо сохранить. И туда переселить «бомжующих» сочинских ветеранов. Я это воспринял как призыв к президенту, как к главе государства, вмешаться в работу судебной системы страны, которая, как известно, призвана быть независимой от любых внешних воздействий. Кроме того, я предположил, что за спиной Комкова могут стоять сочинские застройщики, сидящие по тюрьмам, которым надо легализовать самострои и получить возможность выйти на свободу. А для этого, как я полагаю, и была разыграна «ветеранская карта» на самой представительной медийной площадке страны», - говорится в комментарии главного редактора сочинского портала. Разобраться в происходящем Ратькову предложил автор и основатель проекта Anti Fake News Сергей Тихонов, о чем также говорилось в статье на сайте издания. После этого Ратькову стали поступать угрозы. Сначала пришло письмо, а затем раздался телефонный звонок. Человек, представившийся Сергеем Комковым – редактором газеты «Президент», требовал убрать с сайта «СочиСтрим» вышедший текст о сомнительной жалобе Путину, «во избежание неприятностей со следственными органами и органами прокуратуры». «Вот и дожил в Сочи до прямых угроз и оскорблений по итогам журналистского расследования. Пришлось записать ролик, чтобы ломом по голове не получить в темной подворотне», - отметил Ратьков в посте на Facebook. В самом ролике он также говорит, что воспринимает адресованные ему слова как реальную угрозу, в том числе физической расправы.

 

Лениздат, 23 января                                     угрозы

 

ЯНВАРЬ, 23

Светлана Прокопьева

Следователь, занимающийся делом псковской журналистки Светланы Прокопьевой, которая обвиняется в публичном оправдании терроризма, сообщил ей о назначении новой экспертизы ее авторской колонки и ее аудиоверсии. «В двух словах, прокуратуру не вполне убедила экспертиза, полученная следствием (в аудиоверсии колонки не обнаружены признаки оправдания терроризма, потому что там нет заголовка, фоток и выносов), и «для устранения выявленных нарушений» нужна еще одна экспертиза», - сообщила Светлана в Facebook. Новую экспертизу следователь решил назначить в отдаленном от Пскова субъекте Российской Федерации – в Хакасии, в городе Абакан. Изучить материалы журналистки должны будут Ольга Якоцуц, кандидат психологических наук, доцент ВАК, директор ООО «Консорциум», и Юлия Бойкова, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры русского языка и литературы ХГУ им. Катанова. Первую экспертизу, которая не устроила прокуратуру, проводили специалисты Северо-Западного центра судебных экспертиз минюста – лингвист Наталья Пикалева и психолог Анастасия Лаптева. Они обнаружили признаки оправдания терроризма в тексте, вышедшем на сайте «Псковской ленты новостей», но не в полной мере установили их же в аудиоверсии колонки, которую Светлана озвучила в эфире «Эха Москвы в Пскове». Примечательно, что это уже вторая экспертиза по делам журналистов, в которой участвовали Лаптева и Пикалева и которую приходится уточнять. В конце прошлого года судья Василеостровского райсуда Санкт-Петербурга остался не доволен выводами экспертов по аудиозаписям переговоров главного редактора портала FinNews Владимира Шевченко и представителя «Россельхозбанка» Марии Бетехтиной. По версии следствия, в этих беседах журналист вымогал 1,2 миллиона рублей у банка. Эксперты же не нашли признаков угроз и вымогательства в его словах. Вновь оценить содержание разговоров теперь придется специалистам из федерального Центра экспертиз. Светлана Прокопьева и ее адвокат также хотели бы, чтобы новая экспертиза проходила в Москве, о чем подали ходатайство следователю. «Но вряд ли следователь наше ходатайство удовлетворит», - отмечает Светлана, - «Так что, открываем гугл и читаем про Якоцуц, морально готовясь ко второму году следствия». В «гугле» можно найти информацию, например, о том, что «Патриоты России» называли Якоцуц представителем «Общероссийского народного фронта», а также о том, что она была экспертом по делу жительницы Абакана Лидии Баиновой, популяризатора хакасской культуры, обвиненной в экстремизме за пост «ВКонтакте». Эксперт тогда сделала вывод, что Баинова оправдывает применение кардинальных мер возрождения родного языка. Позднее уголовное дело было закрыто ФСБ за отсутствием состава преступления.

 

Лениздат, 23 января                                             длящийся

 

ЯНВАРЬ, 24

Гаспар Авакян

В ходе допроса в суде ростовский блогер Гаспар Авакян, обвиняемый в вымогательстве, не признал себя виновным ни по одному эпизоду. Судья анонсировал прения сторон. Ростовский видеоблогер, журналист агентства «Росдержава» Гаспар Авакян был арестован по делу о вымогательстве у полицейских. После задержания он объявлял голодовку, а его друзья и родственники провели пикеты с требованием прекратить уголовное преследование активиста. 11 октября 2019 года полицейский Дмитрий Березин, обвинивший Авакяна в вымогательстве у него 200 тысяч рублей, рассказал в суде, что перечислил подсудимому деньги, но тот через час вернул их силовику. Показания полицейского поставили под сомнение вину Авакяна, заявил адвокат, указав, что деньги были перечислены блогеру без его ведома на номер карты, который был в открытом доступе. Первый случай вымогательства, по версии следствия, Авакян совершил в августе 2018 года, потребовав деньги у врача за не публикацию аудиозаписи разговора с ним о платных медуслугах по полису ОМС. Другой случай вымогательства, инкриминируемый Авакяну, произошел в октябре 2018 года, когда Авакян, по версии следствия, требовал деньги с директора автошколы за видео нарушения ПДД инструктором этой школы, а также другие компрометирующие материалы. Третий эпизод, по мнению следствия, состоялся в ноябре 2018 года за вымогательство денег у сотрудника ДПС за получение им взятки. Наконец, в апреле 2019 года в станице Ольгинской произошел четвертый эпизод, инкриминируемый Авакяну: полицейский, по мнению следователей, перечислил блогеру 200 тысяч за не публикацию компрометирующего ролика. 24 января в Ленинском районном суде Ростова-на-Дону состоялся допрос Гаспара Авакяна. На заседании, помимо гособвинителя и адвоката Дениса Надеина, присутствовали 10 подписчиков YouTube-канала Гаспара Авакяна, а также его жена Светлана. Из представителей СМИ на этом заседании был только корреспондент «Кавказского узла». В ходе заседания Гаспар Авакян дал показания по всем эпизодам дела и не признал свою вину ни по одному из них. По первому эпизоду, связанному с доктором одной из местных больниц, Авакян рассказал, что вызвался помочь соседу Игорю Евстратову, который обратился к нему. Сосед сообщил, что у него на лбу шишка, которую нужно удалять, но так как он не обладает затребованными от врача 5 тысячами рублей, то попросил о помощи в этом деле. «Я вызвался помочь, позвонил врачу, и от имени Игоря стал с ним разговаривать. Я произнес такую фразу: «Я собрал ту сумму, которую вы требовали, но прошу сбросить до 3 тысяч рублей». Врач сказал - приезжайте, мы обсудим этот вопрос. Когда я приехал в больницу, он завел меня в кабинет без номера, там состоялась беседа, где я сказал, что весь разговор, в котором врач требовал 5 тысяч рублей, был записан. Тогда он просил меня не публиковать эту запись, а я сказал - удалите шишку бесплатно, и мы с вами разойдемся. Он согласился. После чего Игорь Евстратов поехал к этому врачу, но я не знаю, почему их встреча не состоялась», - рассказал Авакян. Далее Гаспар Авакян пояснил обстоятельства по эпизоду с инспектором ДПС Михаилом Буцким, который произошел в ноябре 2018 года. «Мне позвонила девушка, как потом выяснилось, эта была Виолетта Бегма, которая сообщила мне о том, что сотрудник ГИБДД вымогает у нее 5 тысяч рублей за якобы совершенное административное правонарушение, связанное с выездом на полосу встречного движения, с чем девушка была не согласна. Она просила предоставить видеозапись ее нарушения, на что сотрудник полиции сказал, что можно решить этот вопрос за 5 тысяч рублей. У нее не было таких денег, и она попросила составить на нее административное постановление. Буцкой не согласился, и тогда Виолетте Бегме пришлось идти в ближайший банкомат, чтобы снять требуемые деньги, которые она передала Буцкому», - рассказал Авакян. По словам подсудимого, он зафиксировал на свою видеокамеру, как Буцкой сажает в машину Виолетту, забирает у нее телефон и удаляет какие-то записи с него, после чего сотрудник полиции быстрым ходом уезжает во дворы. Далее Авакян пояснил, что через пять минут Бегма позвонила и сказала, что Буцкой вытолкнул ее из машины, забрал 5 тысяч рублей и уехал. «Я поехал его искать и нашел его машину в районе микрорайона Темерник на улице Миронова возле ТЦ «Дельфин». После чего я вышел с включенной камерой и стал говорить, что сотрудник полиции взяточник. Буцкой начал усиленно переживать и за 10-15 минут выкурил пачку сигарет. Он сказал, что у него ипотека, и умолял меня не публиковать видеозапись, потому что его уволят. На мой вопрос, куда вы дели 5 тысяч рублей, взятые у Виолетты, он пояснил, что отдал их неизвестному гражданину», - рассказал блогер Авакян. Авакян также заявил, что не знает никакой расписки о том, что Буцкой занял у него 150 тысяч рублей, копия которой фигурирует в деле и якобы изъята у него при обыске. «Никакой расписки я, естественно, не писал. Никому никогда не даю в долг», - сказал подсудимый. По эпизоду дела с директором автошколы «Развитие» Тарасом Пастуховым, у которого, по версии следствия, Авакян вымогал 200 тысяч рублей за не опубликование материала о нарушениях правил дорожного движения инструкторами этой школы, подсудимый заявил, что никаких денежных средств с него не требовал и не получал. Наоборот, по словам Авакяна, Пастухов предлагал, чтобы загладить конфликт, отремонтировать машину блогера. «Он хотел отремонтировать мне бампер, капот, на что я ему отказал», - сказал Авакян. По последнему эпизоду, связанному с со старшим оперуполномоченным ОЭБиПК отдела МВД России по Аксайскому району Дмитрием Березиным, который, по версии следствия, перечислил на карточку Авакяна 200 тысяч рублей, подсудимый пояснил суду, что Березин должен испытывать к нему личную неприязнь. По словам Авакяна, у него случился конфликт с Березиным 1 апреля 2019 года, когда блогера избивали силовики, сорвали с руки часы, выкручивали руки, порвали кофту. При этом, указал Авакян, присутствовал Березин. Далее Авакян рассказал о деталях этого эпизода. «После этого я написал заявление в Следственный комитет на незаконные действия и превышение полномочий и просил привлечь Березина к уголовной ответственности. 14 мая 2019 года по инициативе Березина у нас состоялась встреча возле ТЦ «Мегамаг» на улице Пойменной, 1, на левом берегу Дона. Он позвонил мне и сказал, давай встретимся. У меня имеются записи, порочащие его. При встрече Березин сказал мне, что видеозаписи публиковать не нужно, «оставь наш отдел в покое». Я отказался. Тогда он стал предлагать сначала 100 тысяч рублей, потом 200», - рассказал Авакян. По его словам, эту встречу он осуществлял под контролем службы безопасности, а непосредственно руководил его действиями начальник отделения ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ростовской области Дмитрий Скорняков, который и давал ему инструкции, как действовать в этой ситуации. Также о своей встрече с Березиным Авакян сообщил в редакцию агентства «Росдержава», чтобы они обратились по факту подкупа журналиста в следственные органы. Авакян заранее передал в редакцию свидетельства о попытках силовиков его подкупить, сообщил в суде 17 января бывший главред новостного агентства «Росдержава» Дмитрий Сорокин. Авакян невиновен в вымогательстве, у следствия нет никаких доказательств, заявил адвокат подсудимого Денис Надеин. Гаспар Авакян известен как автор видеоблога на YouTube, у него, по данным на 17.00 мск 25 января, 103 тысячи подписчиков. Авакян размещал видеосюжеты о нарушении правил дорожного движения, сотрудниках ДПС и об аптеках, в которых наркозависимым продают сильнодействующие препараты. Последние полгода на этом канале публикуются видео о деле блогера, в том числе и снятые в зале суда. Авакян ведет также паблик в соцсети ВКонтакте. В описании сообщества указано, что он занимается журналистскими расследованиями, юридическими консультациями и представлением интересов в судах. Авакян стал победителем конкурса «Кавказского узла» «Герои Кавказа-2019».

 

Кавказский Узел, 25 января                                        длящийся

 

ЯНВАРЬ, 24

Сергей Прокопенко

В ФЗГ обратился журналист из Курской области Сергей Прокопенко. Он сообщил, что после публикации об уголовном деле в отношении двоих железногорских участковых, обвиняемых в получении взятки на него подала заявление мать подростка, которого журналист выгнал из подъезда своего дома за курение. Дело дошло до суда, Сергею Прокопенко назначили штраф в 5 тысяч рублей. Всё это он напрямую связывает со своими статьями. 24 января Курский областной суд рассмотрел его апелляционную жалобу на постановление судьи Железногорского городского суда Н. Водостоевой. Судья Ирина Курочкина огласила резолютивную часть решения, которым постановление отменено, а дело будет направлено в Железногорский горсуд на повторное рассмотрение в ином составе суда. Считаю это своей маленькой победой и надеюсь на дальнейшее справедливое разбирательство.

 

**                                                                              длящийся

 

ЯНВАРЬ, 24

Евгений Неупокоев

В Ханты-Мансийском автономном округе Следственный комитет России начал проверку в связи с опубликованным редакцией «СургутИнфомТВ» сообщением о нападении на корреспондента Евгения Неупокоева. ЧП произошло во время съемок телерепортажа о деятельности штрафной автостоянки, расположенной на Нефтеюганском шоссе, 12/1. На ее работу поступила жалоба в редакцию телекомпании. «Мужчине, находившемся в одном из помещений штрафстоянки, вероятно, не понравились вопросы репортера, он выбил из рук журналиста камеру. Затем, как рассказывает Евгений Неупокоев, еще несколько человек заломили ему руки и положили на пол. Все полученные травмы зафиксированы в сургутском травмцентре», - говорится в сообщении редакции. В пресс-службе регионального управления СКР рассказали прессе, что по результатам проверки будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной деятельности журналистов»). К ситуации подключился и Союз журналистов России. Сообщается, что председатель Владимир Соловьев в ближайшее время обратится к председателю СК РФ Александру Бастрыкину с просьбой взять расследование данного нападения под личный контроль.

                                                                                         нападение / отказ в инф

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург); Европейско-Азиатские новости, 25 января

 

ЯНВАРЬ, 24

Телецентр «Останкино»

Телецентр «Останкино» проверяют в Москве из-за угрозы взрыва, передает ТАСС со ссылкой на источник в экстренных службах. В пятницу также поступили сообщения о якобы заложенных взрывных устройствах в образовательных и медицинских учреждениях столицы, а также в судах. «Поступило анонимное сообщение с угрозой взрыва телецентра «Останкино». Специалисты оперативных служб работают на месте, информация проверяется», - сказал собеседник агентства. Ранее в пятницу сообщалось, что 12 районных судов, здания пяти школ, детскую больницу имени З. А. Башляевой и роддом на северо-западе Москвы проверяют из-за угрозы взрыва. Также специалисты обследуют четыре торговых центра в Подмосковье.

 

NEWSru.com, 24 января                                             другое

 

ЯНВАРЬ, 24

Николай Бондаренко

В Ставрополе суд направил на принудительное лечение 72-летнего Константина Сиднева, который 27 мая напал с ножом на журналистов газеты КПРФ «Родина». Об этом сообщается на сайте краевого управления Следственного комитета. В начале мая прошлого года Сиднев принес в редакцию свою статью и попросил ее опубликовать. Когда он узнал, что текст не напечатают, он решил убить главного редактора Николая Бондаренко и его подчиненных, чтобы «вызвать общественный резонанс». 27 мая он пришел в редакцию с ножом и ранил руководителя издания и трех сотрудников. Пенсионера задержали в тот же день. Два дня спустя он был арестован и обвинен в покушении на убийство. В ходе следствия он был признан невменяемым, сообщалось, что мужчина состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Уголовное дело в отношении него было направлено в суд с постановлением о применении принудительных мер медицинского характера. «По результатам судебного рассмотрения мужчина направлен на принудительное лечение в медицинскую организацию, осуществляющую психиатрическую помощь в стационарном отделении специализированного типа», - говорится в сообщении СК. Также стало известно, что пенсионер ранее не раз приходил в редакцию за газетами, а в день нападения спрятал нож в стопке газет.

 

NEWSru.com, 24 января                                          длящийся

 

ЯНВАРЬ, 26

Александр Белов

Главный редактор «Правда ПФО» (Чебоксары) Александр Белов пожаловался на угрозы после публикации новостей о главе Чувашии Михаиле Игнатьеве, который заставил офицера МЧС попрыгать за ключами от нового автомобиля. Белов рассказал, что в комментариях под публикациями об Игнатьеве ему стали писать угрозы. «Появились странные комментарии под публикациями. Типа Беловым будет заниматься ФСБ, поскольку он подставил под удар всю РФ», — рассказал журналист изданию «Подъем». Он отметил, что журналистам его издания в последнее время стало трудно получить аккредитацию на мероприятия с участием властей региона. Кроме того, на редакцию поступило несколько заявлений в СКР с требованием провести проверку на экстремизм. Ранее Белов обратил внимание на тот факт, что Михаил Игнатьев призвал «мочить журналистов и блогеров, критикующих власть». Правда, затем глава региона извинился, заявив, что его неправильно поняли. Между тем в партии «Единая Россия» собрались поставить вопрос об исключении главы Чувашии из своих рядов, а также о соответствии Игнатьева занимаемой должности.

 

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)                  угрозы

 

ЯНВАРЬ, 27

Сайт радиостанции «Эхо Москвы»

Радиостанция «Эхо Москвы» сообщила об атаке хакеров на свой сайт и компьютеры сотрудников, из-за чего возникают проблемы с удаленным подключением спикеров. «Технически и фактически доказано, что идут атаки. Не только на сайт «Эха Москвы», но и на офис «Эха Москвы», и на наши компьютеры, компьютерную и интернет-связь. Из-за этого страдает и, в том числе, часть телефонной связи», - сообщил в эфире радиостанции первый заместитель главного редактора «Эха Москвы» Сергей Бунтман. Наблюдались сложности с удаленными подключениями авторов и гостей радиостанции, говорится в сообщении «Эха». Перебои с интернетом и телефонной связью на радиостанции длились около двух недель.

 

Интерфакс, 27 января                                        атака на сайт / другое

 

ЯНВАРЬ, 27

Игорь Горланов

Видеооблогера, активиста «Протестного Кузбасса» Игоря Горланова, известного теперь уже всей стране, как «новокузнецкий сирота», посетили в психиатрической больнице волонтеры кемеровского штаба Навального. Как рассказал его координатор Станислава Калиниченко, «персонал разрешил поговорить с Игорем только одному из посетителей, при этом за разговором «пристально следили». «С момента нашей последней встречи – за четыре дня он кардинально изменился: полностью подавлена воля, провалы в памяти, отрешённый, рассеянный взгляд, невозможность припомнить какие-то детали, полное отсутствие эмоций, отчуждение. Речь медленная», - сообщал посетитель. По словам Игоря Горланова, медики заставляют его принимать лекарства, при этом отказываясь сообщить ему диагноз. Кроме того, он говорит, что ему перекрыли связь с внешним миром: не позволяют получить сим-карту и даже скрывают от него визитную карточку, переданную ему адвокатом. «Ему дают по 6 таблеток галопередола в день – рассказывает лидер местных навальновцев. – И 3 таблетки – убойная доза для крепкого человека, а Игорь на вид весит не больше 45 кг. Его просто превращают в растение, и останавливаться не собираются». Как сообщалось ранее, Игорь Горланов был помещен в психиатрическую клинику имени П.Б. Ганнушкина после того, как встал в одиночный пикет у Администрации президента.12 января его перевели из московской «психушки» в кемеровскую. Станислав Калиниченко поведал подробности задержания Игоря в Москве, записанные с его слов: на место пикета полицейские вызвали медиков, при доставке его в псхбольницу один из них «сильно ударил его кулаком в левую сторону челюсти и в корпус, в область рёбер, после чего ему насильно ввели какой-то внутримышечно препарат: с этого момента он ничего не помнит, очнулся привязанным к кровати. «Самый известный сирота Кузбасса» (так зовут его в соцсетях) несколько лет добивался от местной власти положенного ему по закону жилья, и, получив его, продолжил бороться за права других бывших детдомовцев. Популярным в интернете далеко за пределами Новокузнецка и Кемерово стал видеосюжет «Это мне больше не пригодится», где он в знак протеста против неисполнения властями Конституции РФ разорвал официальное издание ее текста.

 

Информация Георгия Бородянского (Омск)           другое / длящийся

 

ЯНВАРЬ, 27

Сайт «ПТЗ говорит»

В Карелии сайт «ПТЗ говорит» опубликовал аналитическую статью, разобравшись на примере конкретных пенсионеров, каким образом в Карелии реализуется федеральное законодательство, обязывающее органы региональной власти устанавливать пенсионное обеспечение не ниже прожиточного минимума. В Карелии величина прожиточного минимума для пенсионера составляет сейчас 11 тысяч 836 рублей в месяц. И если человек получает пенсию меньше этой суммы, и других доходов у него нет, то правительство республики обязано доплачивать ему до указанной суммы. Однако, собрав различную информацию, в редакции «ПТЗ говорит» пришли к неутешительному выводу, что органы республиканской власти оставили в январе текущего года пенсионеров без положенных им доплат и, соответственно, начнут исполнять федеральный закон лишь с февраля. Министерство социальной защиты Карелии, не согласившись с журналистской трактовкой ситуации, подготовило пространный ответ редакции, оспаривая логику публикации, но не факты, в ней изложенные. Редакция опубликовала ответ Минсоцзащиты, объяснив это тем, что не могла поступить иначе, поскольку не сделать этого было не в её силах и предложила министерству, если оно настаивает на том, что сайт «ПТЗ говорит» распространил недостоверную информацию, обратиться в суд с иском, чтобы у редакции была возможность в судебном заседании доказать свою правоту. Министерство соцзащиты РК предпочло не реагировать на это предложение, фактически приглашение в суд. Но на публикацию оперативно откликнулись депутаты парламента Карелии, пригласив на сессию Заксобрания министра социальной защиты О. Соколову, у которой поинтересовались работой ведомства при исполнении федерального закона о доплатах пенсионерам. При этом редакция остаётся при своём мнении и у темы будет продолжение. Пока не судебное.

 

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)                  другое

 

ЯНВАРЬ, 27

Газета «Общественный защитник»

Глава Красноармейского района Юрий Сакулин привлечен к административной ответственности за не предоставление информации по запросу СМИ. Наказания добилась прокуратура муниципалитета, рассказала старший помощник прокурора Челябинской области Наталья Мамаева. В ходе проверки было установлено, что 23 октября прошлого года администрация Красноармейского района получила запрос главного редактора газеты «Общественный защитник» по вопросам деятельности органов местного самоуправления и подведомственных им предприятий. В семидневный срок информация по поставленным вопросам предоставлена изданию не была, вместо этого 30 октября в адрес заявителя направлено письмо, содержащее требование о предоставлении заверенных копий учредительных документов газеты. «Таким образом, глава Красноармейского района, рассматривая запрос главного редактора газеты «Общественный защитник», в установленный срок не предоставил информацию заявителю, нарушив тем самым требования ст. 38, 39, 40 Закона РФ «О средствах массовой информации», - рассказала Наталья Мамаева. - По данному факту прокуратурой в отношении главы района возбуждено дело об административном правонарушении по статье 5.39 КоАП РФ («Неправомерный отказ в предоставлении информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами»)». Решением мирового судьи глава района оштрафован на 5 тыс. рублей. Постановление в законную силу не вступило и может быть обжаловано.

 

Собеседник, 27 января                                               отказ в инф

 

ЯНВАРЬ, 28

Первый канал

Выпуск программы «Вечерний Ургант», вышедший в эфир 7 января, был удален с сайта Первого канала и из канала шоу на YouTube. Накануне ведущий «Вечернего Урганта» принес извинения верующим, которых мог оскорбить коллаж, показанный в выпуске 7 января. Коллаж показывал актера Николаса Кейджа (он родился 7 января) в виде младенца Христа в яслях в окружении «волхвов» - режиссеров Никиты Михалкова, Квентина Тарантино и Стивена Спилберга. После рождественского выпуска «Вечернего Урганта» депутат Госдумы Николай Земцов по просьбе движения «Сорок сороков» обратился к генпрокурору Игорю Краснову с просьбой возбудить уголовное дело в отношении Ивана Урганта за оскорбление чувств верующих. Вскоре появились сообщения, что выпуск «Вечернего Урганта» от 7 января стал вновь доступен на ютьюбе и сайте Первого канала. Причины временного исчезновения видео пока неизвестны.

 

Медуза, 28 января                                       другое

 

ЯНВАРЬ, 28

Кэничи Иинума

Во Владивостоке корреспондент японского издания Kyodo Кэничи Иинума в конце прошлого года был задержан по подозрению в шпионаже. Нарушителю, приехавшему по журналистской визе, объявили официальное предостережение и дали трое суток на то, чтобы покинуть Россию. На следующий день он выехал на родину. Сотрудник агентства собирал «материал о российских властях». Уже через пять часов после задержания его освободили. Позднее корреспондент покинул Россию. По версии Kyodo, он «занимался обычной журналистской деятельностью», сообщают «Вести:Приморье» со ссылкой на ТАСС.

 

Newsbox24.tv, 28 января                                       другое

 

ЯНВАРЬ, 28

Алла Константинова

МВД по Карелии не стало заводить дело по заявлению карельского журналиста Аллы Константиновой, написавшей о пытках в петрозаводской колонии строго режима №9. Об отказе в возбуждении уголовного дела об угрозах сотрудника ИК9 сообщает «Медиазона», в распоряжении которой есть постановление ведомства. Напомним, сотрудник карельского УФСИН Игорь Тузов попытался добавиться в друзья к журналисту во «ВКонтакте». Константинова спросила его о порядках, которые приняты среди сотрудников исправительной колонии. Но собеседник ответил, что не работает там и посоветовал уточнить информацию, «а то мы приедем к вам задавать вопросы». На вопрос журналиста, кого он имеет в виду, он ответил: «Люди в черном». Впоследствии адвокат корреспондента Роман Масалев попросил Следственный комитет и ФСБ принять меры, чтобы не допустить агрессивных действий против журналиста. В постановлении МВД говорится, что «в материале проверки отсутствуют достаточно объективные данные, указывающие на признаки состава преступления» по части 2 статьи 119 УК РФ («Угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровья»). Адвокат намерен подать жалобу на отказ МВД в Петрозаводский городской суд. Напомним, 24 сентября «Медиазона» выпустила материал, где утверждается, что в петрозаводской колонии строго режима издеваются над заключенными. Через два дня руководство колонии организовало пресс-тур, в ходе которого позволило встретиться с некоторыми героями текста. Один из них опроверг информацию о пытках, двое других от своих слов отказываться не стали. Чуть позже в СМИ появилась видеозапись, как в одном из помещений исправительной колонии избивают заключенного. В описании к записи утверждается, что в избиении участвует нынешний начальник петрозаводской ИК-9 Иван Савельев и начальник СИЗО на улице Герцена Иван Ковалев. События, судя по дате, происходили в феврале 2014 года в одном из служебных помещений учреждения. В сообщении Следкома говорится, что сотрудники исправительной колонии № 9 УФСИН, «явно выходя за пределы должностных полномочий, нанесли множественные удары руками и ногами мужчине, отбывавшему наказание в данном исправительном учреждении». По делу проводятся следственные действия, устанавливаются обстоятельства происшедшего. Расследование уголовного дела продолжается. Также Константинова заявила, что за ней следил начальник колонии Иван Савельев и его заместитель Иван Ковалев. Также Константинова дала в СУСК по РК пояснения по заявлению о клевете, которое подал начальник колонии.

 

Петрозаводск говорит, 28 января                              длящийся

 

ЯНВАРЬ, 28

Съемочная группа телеканала «Санкт-Петербург»

В Санкт-Петербурге во время съемки сюжета о недобросовестном мебельщике журналистов программы «Зона особого внимания» телеканала «Санкт-Петербург» порядка двух часов удерживали на территории промзоны на Складской улице, 6. Корреспонденты вышли на генерального директора компании. Однако охранники компании незаконно удерживали машину съемочной группы на территории предприятия. После вмешательства полиции журналисты были освобождены. Корреспондентов сначала забрали в отдел полиции, но быстро отпустили, разобравшись в ситуации. Сюжет, над которым работали журналисты, о предпринимателе, который берет деньги с клиентов, обещая им произвести мебель, однако ее так и не отдает. Офисы ООО «Концепт» находятся в крупных торговых центрах города. А от действий недобросовестных мебельщиков пострадали десятки людей. «Несмотря на конфликт, телеканал продолжит расследование теневого мебельного рынка Петербурга», - отметили на телеканале.

 

Петербургский дневник, 28 января                     задержание / отказ в инф

 

ЯНВАРЬ, 28

Иван Литомин

Черногорский городской суд Хакасии приговорил главу Ширинского района Сергея Зайцева к двум годам лишения свободы условно в рамках дела о нападении на корреспондента телеканала «Россия 24» Ивана Литомина. Как сообщается на сайте суда, чиновника признали виновным в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. Суд также частично удовлетворил гражданский иск потерпевшего на 50 тысяч рублей, пишет ИА «Хакасия». При этом Зайцева не стали лишать должности. Защита чиновника обжалует приговор. В мае 2019 года в программе «Вести. Дежурная часть» на «России 24» вышел сюжет, где показали, как Зайцев во время интервью повалил Литомина на пол. Это случилось после того, как чиновника спросили о его дорогом особняке и качестве жилья, предоставленного людям, пострадавшим от природных пожаров в 2015 году. Сам Зайцев отрицал, что напал на журналиста. По его словам, он выталкивал Литомина за дверь, тот ударил его в голень, после чего чиновник отступил, а журналист сам упал на пол. Следственный комитет в июне также возбудил в отношении чиновника уголовное дело о превышении должностных полномочий. По версии СК, Зайцев передал своему знакомому участок, предназначенный для мусорного полигона, после чего местным властям пришлось выкупать эту землю. Ущерб по делу оценивают в шесть миллионов рублей.

 

Медуза, 28 января                                            длящийся 

 

ЯНВАРЬ, 29

Иван Голунов

В Москве задержаны бывшие сотрудники УВД, проходящие по делу о фальсификации материалов уголовного дела в отношении журналиста «Медузы» Ивана Голунова. Об этом сообщает Baza. Иван Голунов подтвердил эту информацию, но не сообщил подробностей. Следственный комитет подтвердил задержание пятерых бывших сотрудников отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД. Источник ТАСС сообщил, что задержаны бывший начальник отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЗАО Андрей Щиров, а также бывшие оперативники Роман Феофанов, Максим Уметбаев, Акбар Сергалиев, Денис Коновалов. Следствие будет ходатайствовать об их аресте, сообщают «Открытые медиа» со ссылкой на источник. В задержании Ивана Голунова в июне 2019 года кроме упомянутых оперативников участвовал Игорь Ляховец. Делом занимался следователь УВД по ЗАО Игорь Лопатин. В отношении полицейских, проводивших задержание Голунова, ранее возбудили уголовное дело о превышении должностных полномочий. Голунов признан потерпевшим по делу. Следственный комитет в ближайшее время предъявит официальные обвинения бывшим сотрудникам полиции, незаконно задержавшим корреспондента «Медузы». В ведомстве отметили, что наркотики, подброшенные Голунову, приобретались и хранились полицейскими незаконно.

 

Медуза, 29 января                                        длящийся

 

ЯНВАРЬ, 29

Руслан Валиев

Артур Асафьев

Рамиль Ахматов

В Уфе вызвали в ФСБ журналистов, которые писали об уголовных делах против башкирского оппозиционера Айрата Дильмухаметова. Об этом сообщает «МБХ медиа» со ссылкой на шеф-редактора радиостанции «Эхо Москвы» в Уфе Руслана Валиева. По информации «МБХ медиа», в ФСБ, кроме Валиева, вызывали также журналиста издания «Idel. Реалии» Артура Асафьева и журналиста портала ProUfu Рамиля Ахматова. «Нас, тех, кого вызывают, объединяет то, что мы много об этом деле пишем и говорим много. По словам сотрудника полиции, который доставил повестку, моя история касается конкретного эпизода в его деле по интервью, которое он давал нашей радиостанции 23 мая 2018 года. По некоторым высказываниям, из этого интервью ему вменяются призывы к нарушению территориальной целостности», - пояснил Валиев в разговоре с «МБХ медиа». По словам журналиста, в ФСБ ему нужно будет подтвердить, было ли интервью на самом деле. При этом, отметил Валиев, само интервью размещено в свободном доступе на ютуб-каналах радиостанции и самого оппозиционера. В апреле 2019 года против Айрата Дильмухаметова возбудили новое уголовное дело по статье о призывах к экстремизму (ч. 1 ст. 280 УК РФ). В августе появилось еще одно - о призывах к сепаратизму (ст. 280.1 УК РФ). В январе 2020 года против оппозиционера возбудили пятое уголовное дело, уже по статье о финансировании экстремистской деятельности (ч. 1 ст. 282.3 УК РФ). В 2015 году Дильмухаметова приговорили к трем годам колонии строгого режима по обвинению в «публичном оправдании терроризма» (ч. 1 ст. 205.2 УК РФ) за статью - религиозно-политический трактат с использованием стихов Корана. Он освободился в 2017 году. В 2011 году в связи с публикациями 2008 года Дильмухаметова осудили за публичные призывы к экстремистской (ст. 280 УК РФ) и террористической деятельности (ст. 205.2 УК РФ), а также за возбуждение национальной розни (ч. 1 ст. 282 УК РФ). В заключении он пробыл два года.

 

ОВД Инфо, 29 января                                         другое – 3 раза

 

ЯНВАРЬ, 29

Светлана Прокопьева

Псковский журналист Светлана Прокопьева, которую обвиняют в публичном оправдании терроризма, получила очередное уведомление от следователя о продлении срока предварительного следствия – до 24 марта 2020 года. Правда, с подсчетами сроков у следователя, судя по всему, возникли какие-то трудности. Уголовно дело было возбуждено 5 февраля 2019 года. По версии подписавшего уведомления сотрудника СК, расследование продлено уже в общей сложности на 11 месяцев 27 дней. Но, по всем законам математики и летоисчисления, выходит гораздо больше – 13 с половиной месяцев. Впрочем, на самой сути дела эти неточности не сказываются. Напомним, оправдание терроризма следователи нашли в колонке Прокопьевой, в которой она рассуждала о причинах, толкнувших архангельского подростка на самоподрыв в здании местного УФСБ. По последним данным, СК запросил еще одну психолого-лингвистическую экспертизы текста и его аудиоверсии, озвученной Светланой на радио. Первая прошла в Петербурге, в Северо-Западном центре судебных экспертиз и в радиоварианте специалисты не смогли однозначно найти признаки оправдания терроризма. Новая экспертиза будет проводиться в Хакасии.

 

Лениздат, 29 января                                        длящийся

 

ЯНВАРЬ, 29

Телеканал «Дождь»

Серверы телеканала «Дождь» в течение двух недель подвергались DDoS-атакам, пишет издание со ссылкой на провайдера «Мастертел». Первая DDoS-атака произошла 9 января, две самые крупные атаки были 13 и 14 января. Их мощности - около 38 и 24 гигабит в секунду, уточняет издание. 22 января произошла еще одна атака мощностью почти пять гигабит в секунду. «Дождь» пишет, что из-за атак сайт рабочие почтовые аккаунты сотрудников и интернет в редакции работали с перебоями. Радиостанция «Эхо Москвы» также сообщала о хакерских атаках на свои серверы. Издание жаловалось, что из-за атак у них возникли сложности с удаленным подключением гостей и авторов к эфиру.

 

Медиазона, 28 января                          атака на сайт – 4 раза

 

ЯНВАРЬ, 29

Все СМИ

Глава Чувашии Михаил Игнатьев 29 января был уволен с поста президентом Владимиром Путиным с жесткой формулировкой - «утрата доверия». Обычно по этой причине увольняют глав регионов, против которых были возбуждены уголовные дела. Игнатьев потерял должность после второго подряд публичного скандала в течение января 2020 года. Сначала он призвал «мочить» журналистов и блогеров, которые критикуют власть. Реплику осудили даже в «Единой России»: заместитель секретаря генсовета партии, депутат Госдумы Евгений Ревенко призвал Игнатьева извиниться. Пресс-служба главы республики позже объясняла, что под «мочить» Игнатьев имел в виду «показывать всю подноготную». А спустя всего несколько дней Игнатьев заставил офицера МЧС попрыгать за ключами от новой пожарной машины во время участия в смотре аварийно-спасательной техники. В «Единой России» пообещали исключить главу Чувашии из партии уже в день появления видео. Окончательное решение об этом единороссы приняли 28 января. В администрации республики объясняли поступок главы знакомством с офицером, который прыгал за ключами. Сам Игнатьев назвал информацию о своем неуважении к пожарным «ложью и слухами».

 

Meдуза, 29 января                                                          длящийся

 

ЯНВАРЬ, 29

Все СМИ

Прощание с протоиереем Всеволодом Чаплиным завершилось скандалом. Группа неизвестных напала на журналиста, когда процессия покидала храм Феодора Студита в Москве. Нападение произошло в тот момент, когда гроб с телом протоиерея погрузили в катафалк. На церемонии прощания собралось много журналистов из разных СМИ. Один из них стоял возле машины с оборудованием для съемки. К нему подошла группа активистов радикального движения SERB. Около семи человек попытались отнять у журналиста камеру, но потерпевший смог отбиться.

360, 29 января                                   

 

ЯНВАРЬ, 29

ГТРК «Севастополь»

По материалам прокуратуры директор коммерческой организации привлечена к административной ответственности и оштрафована за нарушение законодательства о средствах массовой информации. Прокуратура Ленинского района Севастополя по сообщению средств массовой информации провела проверку в ООО «КП «Чистый город», в ходе которой выявлены нарушения. Установлено, что должностные лица предприятия не предоставили в установленный законодательством срок запрашиваемые сведения на поступившие в августе и октябре прошлого года информационные запросы ГТРК «Севастополь». По результатам проверки прокуратура района в отношении виновного должностного лица возбудила дело об административном правонарушении по ст. 5.39 КоАП РФ («Отказ в предоставлении информации»). Решением мирового судьи судебного участка № 15 Ленинского судебного района Севастополя директор ООО «КП «Чистый город» привлечена к административной ответственности и оштрафована на пять тысяч рублей.

Слава Севастополю, 29 января                            

 

ЯНВАРЬ, 30

Максим Литаврин

Жителю Красноярска Артему Загребельному, обвиняемому в насилии над сотрудником ФСБ, координатору «Правозащиты Открытки» Алексею Прянишникову и журналисту «Медиазоны» Максиму Литаврину стал приходить спам после звонков сотрудникам ФСБ. Об этом сообщает «МБХ Медиа». Прянишников рассказал, что связался с сотрудником ФСБ, чтобы договориться о вызове Загребельного для дачи объяснений. Спустя почти сутки ему начали приходить СМС к кодами авторизации от сервисов, которыми он не пользуется. Среди них были «Тинькофф Банк», такси Gett и доска объявлений «Юла». Литаврин начал получать сообщения после того, как написал материал о деле Загребельного. По словам Прянишникова, при подготовке материала журналист созванивался с сотрудником ФСБ, который проходит пострадавшим по делу, и пытался получить от него комментарий. Также спам получал сам Загребельный. «Правозащита Открытки» пишет, что ему сообщения тоже начали приходить после звонков сотрудникам ФСБ. Артема Загребельного задержали в ноябре 2019 года по делу о призывах к терроризму из-за его переписки с украинским пранкером Евгением Вольновым по поводу пожара в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня». Задержание проводили сотрудники ФСБ. Они не представились, и Загребельный брызнул одному из них в лицо перцовым газом. Против Загребельного возбудили дело о применении насилия к представителю власти. Загребельный рассказал «Медиазоне», что пострадавший сотрудник ФСБ обещал мстить ему «законными и не очень законными способами». После задержания его коллега требовал от девушки Загребельного опубликовать во «ВКонтакте» свастику, чтобы составить на нее административный протокол.

Meдуза, 30 января                                                      

 

ЯНВАРЬ, 30

Gulagu.net

Роскомнадзор направил правозащитному проекту Gulagu.net требование удалить расследование коррупционной деятельности директора одного из департаментов Минюста. Об этом сообщает «МБХ медиа» со слов основателя Gulagu.net Владимира Осечкина. «Роскомнадзор прислал требование удалить публикацию о коррупции и причастности к ней директора одного из департаментов Минюста. А доступ мне и другим координаторам к сайту закрыт хакерами спецслужб, которые 15 января получили доступ к Gulagu.net и всем системам администрирования наших сайтов. И вот как нам исполнять решение РКН?», — рассказал Осечкин «МБХ медиа». Расследование, о котором идет речь, было опубликовано на сайте ОНК.рф. В нем говорится, что директор Департамента организации и контроля Министерства юстиции Российской Федерации Андрей Чумаков без ведома коллег проживал в 106-метровой служебной квартире на улице Пырева в Москве. Правозащитник также рассказал изданию, что 15 января силовики провели обыски в квартирах администраторов сайтов ОНК.рф и Gulagu.net. После обысков сотрудники проекта не имели возможность администрировать сайты. «В ходе обысков силовики отобрали все компьютеры и пароли — флэшки, диски, ноутбук. Они получили все доступы к системам администрирования и перекрыли доступ к ним для нас. Допоздна администратора сайта допрашивали и унижали.», — приводит «МБХ медиа» слова Осечкина. Правозащитный проект Gulagu.net занимается защитой прав людей, содержащихся под стражей, а также содействием в защите прав на стадии следствия и суда.

ОВД Инфо, 30 января                                     

 

ЯНВАРЬ, 30

Руслан Соколовский

Росфинмониторинг исключил из списка экстремистов и террористов блогера Руслана Соколовского, которого приговорили к условному сроку после публикации видео с ловлей покемонов в храме. Информация об этом появилась в телеграм-канале с обновлениями списка. На это обратила внимание «Медиазона». На официальном сайте Росфинмониторинга Соколовский числится как исключенный из списка экстремистов и террористов. В мае 2017 года суд приговорил Руслана Соколовского к трем с половиной годам условного срока за ролик, в котором блогер ходил по храму играл в «Pokemon Go», а также за видеозаписи про православных, мусульман и феминисток. Позже срок снизили до двух лет и трех месяцев. Блогера признали виновным в оскорблении чувств верующих (ч.1 ст. 148 УК РФ) и возбуждении ненависти либо вражды (282 УК РФ). В общей сложности Соколовский провел около полугода в СИЗО и еще два месяца по домашним арестом. В мае 2019 года после декриминализации 282-ой статьи суд отменил наказание Соколовскому, связанный с возбуждением ненависти либо вражды.

ОВД Инфо, 30 января                                           

 

ЯНВАРЬ, 30

Иван Голунов

Бывшим сотрудникам отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЗАО Москвы, задержанным в рамках дела журналиста «Медузы» Ивана Голунова, предъявлено обвинение по трем статьям Уголовного кодекса — в превышении должностных полномочий, фальсификации доказательств и хранении наркотиков. Об этом сообщает «Интерфакс». Следственный комитет просит арестовать пятерых подозреваемых, сообщили в пресс-службе Басманного суда Москвы. Это бывшие оперативники МВД Роман Феофанов, Максим Уметбаев, Акбар Сергалиев, Денис Коновалов и Игорь Ляховец, участвовавшие в задержании Голунова. По версии следствия, в июне 2019 года обвиняемые сфабриковали улики по делу о незаконном сбыте наркотиков, возбужденном в отношении Ивана Голунова. СК считает, что полицейские незаконно приобрели и хранили наркотики, которые затем подбросили корреспонденту «Медузы».

Интерфакс, 30 января                                         

 

ЯНВАРЬ, 30

Иван Голунов

Следственный комитет не рассматривает версию о том, что специальному корреспонденту «Медузы» Ивану Голунову подбросили наркотики из-за его публикаций. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к следствию. «Подобный заказ целая группа полицейских вряд ли могла получить, минуя их непосредственного руководителя, а он рассматривается СКР лишь в качестве свидетеля преступлений, совершенных бывшими подчиненными», — говорится в материале издания. Сам Голунов ранее неоднократно связывал уголовное дело со своей профессиональной деятельностью и, в частности, публикацией расследования о похоронном бизнесе. 29 января СК объявил о задержании пятерых бывших сотрудников отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЗАО Москвы, участвовавших в задержании Голунова. Это Денис Коновалов, Акбар Сергалиев, Роман Феофанов, Максим Уметбаев и Игорь Ляховец. По сведениям «Коммерсанта», им предъявят обвинения по статьям 286, 228 и 303 УК РФ («Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий», «Незаконный оборот наркотиков» и «Фальсификация доказательств»). Бывший начальник полицейских Андрей Щиров имеет в деле о неправомерном преследовании корреспондента «Медузы» статус свидетеля.

Коммерсант, 30 января                                      

 

ЯНВАРЬ, 30

Иван Голунов

Басманный суд Москвы на два месяца арестовал пятерых бывших полицейских, которых обвинили в превышении должностных полномочий и фальсификации доказательств по делу журналиста «Медузы» Ивана Голунова. Об этом сообщает «Медиазона». В СИЗО до 29 марта отправили бывших оперативников Романа Феофанова, Акбара Сергалиева и Максима Уметбаева, экс-начальника отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД ЗАО Москвы Игоря Ляховца и его подчиненного Дениса Коновалова. Ляховца следствие считает организатором незаконного задержания Голунова. Все, кроме Уметбаева, обвинения отрицают. Уметбаев вину признал частично. По его словам, он действительно применил к Голунову силу, причастность к фальсификации доказательств Уметбаев отрицает. Полицейских задержали 29 января, 30 января СК предъявил им обвинения. Кроме превышения полномочий и фальсификации улик, сотрудников МВД обвинили в хранении наркотиков. Бывший начальник отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД ЗАО Москвы Андрей Щиров получил в деле статус свидетеля, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источник.

Медиазона, 30 января                                          

 

ЯНВАРЬ, 30

Анна Никитина

Издание Baza сообщает, что их журналистку Анну Никитину пытаются заставить написать заявление в СКР и отказаться от ранее заявленных претензий. Корреспондент обратилась в Комитет 23 декабря после того, как с ней весьма грубо обошлись правоохранители, застав в квартире «лубянского стрелка». Анна успела приехать туда раньше сотрудников силовых структур и разговаривала с матерью мужчины, открывшего стрельбу у здания ФСБ. Как сообщает Baza, накануне к их журналистке во дворе её дома подошел мужчина (ранее они были знакомы, несколько лет назад, по словам Анны, он работал в ФСБ) и потребовал написать заявление с отказом от претензий к сотрудникам СК. «Несколько раз был задан вопрос: «Знаешь ли ты, на кого написала заявление?» Цель этого вопроса нам неясна – либо Анну пытаются запугать, либо выяснить, что нам стало уже известно», - отмечают в Baza. В издании, в свою очередь, напоминают сотрудникам СК, что с момента подачи заявления прошло уже больше месяца, а следователи даже не опросили Анну.

Лениздат, 30 января                                    

 

ЯНВАРЬ, 30

Телекомпания «Крик-ТВ»

В районном центре Богданович (Свердловская область) из-за приезда журналистов телекомпании «Крик-ТВ» было сорвано заседание городской думы. Об этом информагентству URA.RU рассказал местный депутат Сергей Ваулин. Председатель думы Юрий Гринберг информацию подтвердил. Вот что он поведал журналистам: «Ворвались неизвестные люди с оборудованием, стали снимать. Пришлось объявить перерыв. На просьбу предоставить редакционное задание или документы мне показали удостоверение, которое можно изготовить на любом принтере. Некоторые депутаты, увидев, что нарушение регламента неустранимо, ушли домой. После окончания перерыва кворум не набрался». При этом, по словам Гринберга, в соответствие с думским регламентом СМИ могут присутствовать на заседании только при наличии аккредитации, но с ним не согласился директор «Крик-ТВ» Евгений Губко. «Наш канал получил лицензию СМИ, которая дает право снимать государственные не режимные предприятия и органы исполнительной и законодательной власти без каких-либо разрешительных документов, - пояснил Губко. - Президент РФ говорит, что местные власти должны быть максимально открыты для СМИ, а у нас они - максимально закрыты». По информации депутата Ваулина, на заседании, в частности, должны были обсуждаться итоги работы депутатов и председателя думы за 2019 год. Он считает, что ушедшие с заседания коллеги испугались острых вопросов, в том числе по скандалу вокруг городской больницы. Побег депутатов вызвал немало откликов в местной блогосфере. В одном из комментариев, по-моему справедливо, прозвучало мнение: «Чинуши, считающие освещение своей работы в СМИ вторжением в т.н. личное пространство, зарубите на своем носу: ваше «личное пространство» у вас дома, на диване. Вне его стен вы - публичные личности, цель для критики сомнительных делишек».

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)       

 

ЯНВАРЬ, 31

СМИ Кабардино-Балкарии

Активисты в городе Майском (Кабардино-Балкария) провели акцию памяти по случаю дня освобождения Ленинграда от блокады. Суть акции была в том, что со школьниками разного возраста беседовали о блокаде, напоминали о норме хлеба в 125 граммов и раздавали булочки местного производства. Провести мероприятие помогли гендиректор местного хлебоприемного предприятия, атаман Александровского казачьего общества и члены «Объединения перевозчиков России». Вот из-за участия последнего объединения, по мнению организатора акции Елены Барановой, и произошел явный случай цензуры в освещении акции. На мероприятии присутствовала корреспондент районной газеты, которую Баранова попросила написать о мероприятии. Но когда Баранова позвонила в редакцию, чтобы узнать, почему информация об акции так и не вышла, ей сообщили, что «материал не пропустила администрация». При этом сотрудница редакции не уточнила, о какой администрации идет речь – районной или городской: «Я не знаю, не владею такой информацией. Просто сказали: «Нельзя», и все». Диктофонная запись разговора имеется в распоряжении организаторов мероприятия, сообщила Баранова «Кавказскому узлу». «Объединение перевозчиков России» продолжительное время проводило акции протеста против системы взимания платы с грузовых автомобилей «Платон». Елена Баранова считает, что именно деятельность организации и стала причиной запрета публикации в районной газете.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)                

 

ЯНВАРЬ, 31

Все СМИ

Минюст России опубликовал проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). В числе прочего, в КоАП прописывается ответственность «за изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации», а также СМИ, в запись о регистрации которого не внесены определенные изменения, например, о смене собственника. За такое нарушение планируется штрафовать граждан на 1000-1500 рублей, должностных лиц — на 2000-3000 рублей, юридических лиц — на 20000-30000 рублей. Для всех категорий предусмотрена конфискация предмета административного нарушения. 

Медуза, 31 января      


Использованы материалы корреспондентов ФЗГ, российских и иностранных СМИ.

                                    

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни