Результаты мониторинга
30 Сентября 2019 года

Результаты мониторинга ФЗГ за сентябрь 2019 года

Конфликты, зафиксированные ФЗГ в течение СЕНТЯБРЯ 2019 года на территории РФ.

Случаи гибели журналистов   ().

Пропавшие без вести ().

Нападения на журналистов и блогеров 1 (Сергей Кагермазов, журналист «Эха Москвы в Петербурге», Санкт-Петербург).

Нападения на редакции, телецентры   ()

Попытки цензуры2 (сайт газеты «Известия», Москва; СМИ города Северска, Томская область).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров  ().

Увольнение редактора, журналиста – 3 (Виталий Щелканов, редактор телеканала «РЕН-ТВ», Москва; Светлана Вахтангишвили, главный редактор газеты «Хакасия», Абакан; Александр Васильев, главный редактор телеканала «Астрахань 24», Астрахань ).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 4 (Ринат Рахимов, директор издания ProUfu.ru, Уфа; Густаво Веласкес, журналист и фотограф издания НГС, Новосибирск; Дарья Комарова, журналист издания «Идель. Реалии», в Ижевске; Алексей Молоторенко, фотокорреспондент «7×7», в Костроме).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ –  ().

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 8

на сумму 1 012 100 000 рублей

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 7

       удовлетворено – 7

       взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

       250 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 8

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений   ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ1 (газета «Новая Хакасия», Абакан). 

Отключение от эфира, прекращение вещания  ().

Прекращение выхода СМИ 1 (издание Digger, Москва).

Изъятие (скупка, арест) тиража ().

Препятствование выходу СМИ -  ().

Препятствование деятельности интернет-изданий  ().

Вмешательство в деятельность редакции -  ().

Выход изданий-двойников – 1 (газета «Наша версия», Москва)

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 2 (компьютер Александра Никишина, журналиста ИА «Свободные новости», Саратов; телефон Алексея Молоторенко, фотокорреспондента «7×7», в Костроме).

Отказ в регистрации СМИ - 1 (СМИ Алексея Навального, Москва)

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) -  ().

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 34

 

 

СЕНТЯБРЬ, 1

Съемочная группа РЕН ТВ

Неизвестные уничтожили запись нападения иркутского сенатора Вячеслава Мархаева на съемочную группу РЕН ТВ в Улан-Удэ, произошедшего вечером 31 августа. Как стало известно РЕН ТВ, запись, сделанная единственной «смотревшей» на место инцидента камерой наружного наблюдения, попросту пропала. Причем речь идет об исчезновении с сервера 10-минутного отрезка съемки - непосредственно момента нападения. Камера наружного наблюдения, запечатлевшая возмутительное поведение Вячеслава Мархаева во время интервью, принадлежит «Многофункциональному центру Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг». Камера исправно записала все события дня - 31 августа 2019 года. Однако когда сотрудники правоохранительных органов пришли в центр за записью инцидента, то увидели, что на сервере не хватает 10-минутного кусочка – как раз в промежутке с 20 часов 29 минут до 20 часов 39 минут. Известно также, что в этот выходной день после 22 часов в здание входил посторонний человек - инспектор ЧОП «Тигр», осуществляющего охрану здания, по фамилии Юндунов. Он же сделал запись в книге рапортов о том, что инцидентов якобы не зафиксировано. Об этом руководитель Многофункционального центра сообщил зампреду правительства Республики Бурятия. Правоохранители выясняют, кто и по чьему распоряжению уничтожил важную улику - доказательство нападения на журналиста.

РЕН ТВ, 1 сентября                                            

 

СЕНТЯБРЬ, 1

РЕН-ТВ

Сенатор от Иркутской области Вячеслав Мархаев подал иск в Мосгорсуд из-за публикации РЕН-ТВ о нападении на журналиста, сообщалось на сайте РИА Новости. Телеканал обвинил Мархаева в нападении на журналиста и оператора. Сенатор заявил, что «просто убирал аппаратуру от лица». Он также сообщил, что намерен жаловаться в прокуратуру. «Я обратился с соответствующим письмом к генпрокурору Юрию Чайке и с иском в Мосгорсуд», - цитирует его слова РИА Новости. По его мнению, материалы телеканала порочат его честь и достоинство. Мархаев связал инцидент с выборами мэра Улан-Удэ. В поддержку Мархаева выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов, охарактеризовав его как грамотного и мужественного человека. Зюганов назвал ситуацию провокацией и также связал её с выборами.

ИрСити.Ру, 2 сентября                            

 

СЕНТЯБРЬ, 2

Андрей Зайцев

Химкинский городской суд (Московская область) постановил взыскать с главного редактора «Городской газеты» Андрея Зайцева около 250 тыс. рублей. Таковы, по данным суда, судебные издержки главы Химок Дмитрия Волошина, который ранее подал против Зайцева несколько исков о защите чести, достоинства и деловой репутации. Прошлым летом Волошин выиграл дело против журналиста, и суд предписал публично опровергнуть следующие фразы из статьи «Глава Химок Дмитрий Волошин попросил надбавку зарплате»: 1. «Теперь пьяный» мэр, это прозвище закрепилось за главой Химок после скандального выступления на стадионе «Родина» 8 мая, по праву возглавляет рейтинг самых богатых чиновников Подмосковья». 2. «Фирма Дмитрия Волошина торгует дешевой низкокачественной «итальянской» обувью, которая реализуется в основном на вещевых рынках и центрах оптово-розничной торговли, например, в московском «Обувь-сити». По нашим сведениям, партнером гр-на Волошина по обувному бизнесу, возможно, был его заместитель Юрий Ваулин, курирующий в администрации Химок социальный блок». Зайцев исполнил решение суда, и вот теперь с него требуют еще и возместить расходы Волошина на судебное разбирательство - приставы прислали исполнительные листы на крупные суммы. И это еще не все - ожидаются и другие листы. По мнению журналиста, таким образом администрация «душит независимую прессу рублем».

Экооборона Московской области, 2 сентября       

 

СЕНТЯБРЬ, 3

Все СМИ

Эксперты движения в защиту прав избирателей «Голос» заявили в своем новом докладе о наличии в России СМИ, зависимых от политической цензуры. По мнению экспертов и наблюдателей, несмотря на конституционный запрет цензуры, в России есть серьезные проблемы с неравным освещением кандидатов в СМИ. По результатам анализа «Голоса», больше всего от цензуры страдают региональные и зависимые от власти СМИ: в таких изданиях деятельность оппозиционных кандидатов или игнорируется, или подается в негативном ключе. При этом в агитационных целях часто используются бесплатные окружные газеты, деньги на которые, по сути, собирают с налогоплательщиков. Также оказывается давление и на оппозиционные ресурсы: правоохранительные органы начинают неожиданные проверки изданий (пример популярного сайта Чита.ру и телеканала «Дождь»). От имени оппозиционных кандидатов выпускаются фальшивые агитационные газеты (пример — случай депутата Московской городской Думы Константина Янкаускаса).

Лениздат, 3 сентября                                           

 

СЕНТЯБРЬ, 3

Юрий Рябцев

Центральный районный суд Тюмени признал запрещенным видеоролик местного активиста и блогера Юрия Рябцева, в котором он призвал приравнять зарплаты депутатов к среднему доходу жителей области и отменить льготы и привилегии для чиновников и депутатов региона. Об этом Центру защиты прав СМИ сообщил сам активист. Юристы Центра будут помогать блогеру в обжаловании этого решения. Ролик был опубликован на YouTube 10 августа. В нем Юрий Рябцев представлял свою предвыборную программу на выборах в Тюменскую областную думу. До этого окружная комиссия отказала активисту в регистрации в качестве кандидата. Юрий обжаловал отказ вплоть до Верховного суда, но безрезультатно. Решение вступило в силу 21 августа. В ролике активист проанализировал зарплаты депутатов и чиновников региона, затронул другие проблемы. Например, Юрий Рябцев призвал провести проверку законности приватизации регионального госимущества. Почти сразу после опубликования видео, 12 августа, комиссия обратилась в местное управление Роскомнадзора с требованием ограничить доступ к ролику. Избирком увидел в действиях активиста признаки нарушения ст. 5.12 КоАП РФ («Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах»). Роскомнадзор не удовлетворил это требование, ответив, что информация, указанная в письме избиркома, не является основанием для досудебной блокировки. Параллельно избирком обратился в МВД. 30 августа суд признал Юрия Рябцева виновным в незаконной агитации (нарушение статьи 5.12 КоАП). За несколько дней до этого, 26 августа, иск о признании информации запрещенной в суд подала прокуратура Калининского административного округа Тюмени. В документе говорится, что Юрий Рябцев не имел права вести предвыборную агитацию, так как на момент выхода ролика якобы утратил статус кандидата. Кроме того, в иске есть и отсылка к тому, что ролик был создан с нарушениями избирательного законодательства (этот факт на момент подачи иска в суде подтвержден не был). При этом к содержанию видео у прокуратуры претензий нет. «Как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае — информация, содержащая агитационные материалы, изготовленные с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, за что предусмотрена административная ответственность), являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации и в том, и в другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства», - говорится в административном иске. Как рассказал Юрий Рябцев, все сведения, о которых говорилось в видеоматериале, имеют документальные подтверждения. «Видеоматериал содержит информацию, которая была предметом рассмотрения в органах государственной власти, в том числе в областной думе, на общественных слушаниях. Всю эту информацию сейчас признали запрещенной, несмотря на то, что материалы не содержат ничего, что запрещает распространять Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», - сказал Юрий Рябцев. Центр защиты прав СМИ будет помогать активисту в обжаловании решения в вышестоящем суде.

Центр защиты прав СМИ, 3 сентября                       

 

СЕНТЯБРЬ, 4

«Парк Гагарина»

Прокуратура Самары не нашла экстремизма в работе самарского издания «Парк Гагарина», в отношении которого завели административное дело из-за упоминаний «Открытой России». Об этом сообщает глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. «Нарушений требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности не выявлено», - сказано в решении прокуратуры, которое опубликовал Чиков. В июле 2019 года в отношении издания «Парк Гагарина» возбудили административное дело из-за двух упоминаний «Открытой России» Михаила Ходорковского. «Открытая Россия» - движение, основанное Михаилом Ходорковским. Несколько организаций, связанных с Ходорковским, ранее признали в России «нежелательными». У самой «Открытой России» такого статуса нет.

Медуза, 4 сентября                                     

 

СЕНТЯБРЬ, 4

Deutsche Welle

Телерадиокомпания Deutsche Welle отказалась участвовать в заседании комиссии Госдумы по расследованию иностранного вмешательства во внутренние дела России. Об этом говорится в письме главы администрации генеральной дирекции Deutsche Welle Йоханнеса Хоффманна, поступившем в Госдуму. Хоффманн отметил, что телерадиокомпания подотчетна немецким властям, поэтому для участия представителя Deutsche Welle в заседании комиссии нет «правовой возможности». В августе в Госдуме создали комиссию по расследованию вмешательства во внутренние дела России. Ранее в МИД РФ заявили, что издание Deutsche Welle пыталось вмешаться во внутренние дела России, публикуя призывы участвовать в несогласованных акциях протеста.

Медуза, 4 сентября                                       

 

СЕНТЯБРЬ, 4

Радио «Эхо Москвы в Уфе»

Всемирный Курултай башкир (ВКБ) требует с журналистов 10 млн. рублей в качестве возмещения морального вреда. ВКБ подал в суд иск к редакции радио «Эхо Москвы в Уфе» о защите чести и достоинства. Недовольство представителей самой крупной национальной организации Башкирии вызвала публикация на сайте «Эхо Москвы в Уфе» в разделе «Блоги» цитаты из поста политолога Дмитрия Михайличенко в Фейсбуке. Известно, что ранее Михайличенко плотно сотрудничал с администрацией прежнего главы Башкирии Рустэма Хамитова, но после его отставки уехал из региона. Политолог в своем сообщение в соцсети написал, что врио главы республики Радий Хабиров раньше «пакостил» Хамитову, используя национальные башкирские организации. Как сообщил Медиакорсети шеф-редактор радио «Эхо Москвы в Уфе» Руслан Валиев, документы переданы юристам радиостанции. «По существу могу сказать, что ВКБ в посте Михайличенко даже не упоминается. А редакция продолжит работать в прежнем режиме, приглашая Дмитрия Михайличенко в студию и публикуя его посты, - уточнил Руслан Валиев.

Эхо Москвы в Уфе, 5 сентября                              

 

СЕНТЯБРЬ, 4

Светлана Прокопьева

Следствие по делу об оправдании терроризма в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в Пскове в авторской программе Прокопьевой продлится до ноября и составит десять месяцев. Прокопьева не стала подробно комментировать очередное продление срока следствия по ее делу. Отвечая на вопрос корреспондента «7×7», как она оценивает решение Псковского горсуда об отказе в апелляции «Псковской Ленте Новостей» и радиостанции «Эхо Москвы» в Пскове, которые пытались обжаловать штрафы за публикацию ее колонки, Прокопьева сказала: «Оцениваю негативно, повлиять не может - преюдиции (обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица) нет». В феврале 2019 года в квартиру Светланы Прокопьевой в Пскове пришли с обыском следователи и изъяли всю электронную технику. Ее подозревают в оправдании терроризма после публикации записи радиоэфира с ее участием, в котором она обсуждала причины теракта в приемной архангельского управления ФСБ (несовершеннолетний анархо-коммунист взорвал самодельную бомбу и погиб сам). Адвокаты Прокопьевой пытались обжаловать законность обыска в ее доме, псковские читатели собирались на митинг в ее поддержку, ее делом заинтересовались в ОБСЕ. В июне срок следствия по делу Прокопьевой продлили, его расследует уже четвертый следователь. В июле журналист сообщила о блокировке ее счетов после того, как она была внесена в список Росфинмониторинга как лицо, «в отношении которого имеются признаки причастности к экстремистской деятельности или терроризму». Она пыталась обжаловать это решение в Генпрокуратуре РФ и направила обращение к уполномоченному по правам человека в РФ. 30 августа Псковский горсуд отказался отменить предупреждение от Роскомнадзора редакциям радиостанции «Эхо Москвы» в Пскове и порталу «Псковская лента новостей». Это предупреждение РКН вынес за авторскую программу журналистки Светланы Прокофьевой на «Эхе» и ее расшифровку на сайте «Псковской ленты новостей». Адвокаты заявили, что готовят апелляцию в Псковский областной суд.

«7х7», 4 сентября                                  

 

СЕНТЯБРЬ, 4

Журнал DOXA

Заместитель директора по информационной политике Высшей школы экономики Олег Солодухин отказал журналу DOXA в участии в «Дне Вышки». Об этом сообщается в телеграм-канале студенческого издания. DOXA планировала собрать письма для «политических заключенных» и провести викторину «на знание своих прав при задержании». Поздним вечером 4 сентября Солодухин потребовал отменить эти мероприятия. Утром следующего дня он написал активистам, что в «Дне Вышки» они участвовать не будут, так как не дали ответ на то письмо. Как уверяют студенты, они не успели ответить, «потому что высыпались перед ответственным мероприятием». «Мы все же хотим дойти до парка Горького и получить официальный отказ на месте», - рассказали в DOXA. Ежегодный «День Вышки» пройдет 5 сентября в парке Горького. Организаторы называют его «уникальным праздником, где каждый найдет для себя что-то интересное».

Медиазона, 5 сентября                         

 

СЕНТЯБРЬ, 5

Наталья Зубкова

Мэр города Киселевска (Кемеровская область) Максим Шкарабейников ввел на его территории новое правило, согласно которому местным жителям без разрешения власти в количестве больше трех (или даже двух) собираться нельзя. Это прямо следует из письма редактору сетевого издания «Новости Киселевска» Наталье Зубковой, которое пришло ей за подписью мэра. «Индивидуальное интервью с жителями города не требует согласования его проведения с органом местного самоуправления. Коллективное интервью является собранием и требует подачи уведомления в порядке, установленном Федеральным законом № 54 («О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). В интервью, о котором идет речь в письме, участвовали одновременно четверо горожан. Письмо несколько запоздало, поскольку оно уже состоялось и размещено на YouTube 31 августа: женщины рассказывают о «чудовищной экологической ситуации», в которой оказались киселевцы (в городе работают 9 угольных разрезов открытым способом), из-за чего им приходится покидать свою малую родину. Два месяца назад жители Киселевска записали видеообращение к Генеральному секретарю ООН Антониу Гуттеришу и премьер-министру Канады Джастину Трюдо с просьбой предоставить им политическое убежище, так как дышать в их городе все труднее, каждый день проживания в нем причиняет невосполнимый ущерб здоровью. В мае «Новости Киселевска» рассказали о червях, которые завелись в питьевой воде, потребляемой жителями одного из кварталов, а в июне – о подземных пожарах. Улучшить экологическую обстановку на вверенной ему территории у Шкарабейникова не получается, но в его силах, как ему кажется, сделать так, чтобы киселевцы не обращали на это внимания. Глава города решил наложить запрет на обсуждение этих тем в независимом интернет-издании без согласования с местной властью. Даже при нынешнем состоянии гласности в нашей стране решение своеобразное - грубо противоречащее закону о СМИ, Конституции РФ, но г-н Шкарабейников «креативно» подвел его под закон о митингах: встречи Натальяи Зубковой с горожанами (без которых невозможны такие жанры журналистики, как интервью, репортажи, «круглые столы» и т.д.) он приравнял к «массовым мероприятиям». В августе мэр отправил городскому прокурору города жалобу, обращая его внимание на то, что журналист общается с гражданами, не ставя об этом в известность муниципальную власть: «Администрация Киселевского городского округа доводит до вашего сведения, что в последнее время… участились собрания граждан, организатором которых является редактор сетевого издания «Новости Киселевска» Наталья Зубкова. В нарушение федерального закона, она не уведомляет органы местного самоуправления о публичных мероприятиях, тем самым подвергает себя и жителей опасности». Что это за опасность и от кого она исходит, в заявлении не уточняется. Судя по дальнейшему развитию ситуации – только от самой горадминистрации. 22 августа редактор «мятежного» СМИ (она же – учредитель, единственный журналист, верстальщик и т.д. – все делает сама) попросила своего оппонента письменно «указать место, где можно безопасно взять интервью по теме онкологических заболеваний, астмы, диабета I типа, которые, по мнению жителей, могли быть спровоцированы плохой экологической обстановкой». Максим Шкарабейников в ответ потребовал доложить ему о «количестве участников интервью» и о «перечне конкретных вопросов, планируемых к обсуждению». Заметим, что по закону, даже если бы администрация города была бы учредителем «Новостей Киселевска» и на издание выделялись бы средства из городского бюджета, она не имела бы права вмешиваться в его редакционную деятельность. Требование же, предъявленные редактору сайта градоначальником, означают, по сути, введение в городе с населением 91 тысяча человек цензуры. Наталья Зубкова считает, что это создает опаснейший прецедент, и если не дать ему правовой оценки, то он может «стать заразительным» для коллег Шкарабейникова – чиновников разных уровней власти, и тогда на журналистике как профессии в нашей стране «можно будет поставить крест»: в частности, «журналисты не смогут приходить на несанкционированные митинги» и снимать их фотоаппаратом или видеокамерой, потому что «их обвинят в организации этих мероприятий». Редактор записала видеообращение ко всем российским журналистам, «кто считает, что СМИ должны быть свободными». Она просит их отправить заявления Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке и Председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину о признании действий киселевского мэра недопустимыми».

Информация Георгия Бородянского (Омск)             

 

СЕНТЯБРЬ, 5

Телеканал «Дождь»

В Арбитражный суд Москвы поступил иск на один миллиард рублей к Фонду борьбы с коррупцией Алексея Навального и телеканалу «Дождь». Компания «Флай-авто» требует компенсации за убытки, которые якобы понесла из-за «массовых беспорядков» 27 июля, 3 августа и 10 августа. «Флай-авто» зарегистрирована в Москве и занимается арендой и лизингом легковых автомобилей и легких автотранспортных средств. Гендиректор компании «Флай Авто» Дмитрий Леухин объяснил РБК, с чем связана подача иска: «Cамое большое - это репутационные риски. Клиенты привыкли, что мы надежный поставщик услуг, все делаем вовремя, держим свое слово. Мы рассчитываем на то, что клиенты, по сути, с нами всю жизнь проведут, пользуясь нашими услугами и рекомендуя нас», - сказал Леухин на вопрос РБК о том, каким образом проводился подсчет убытков. Кроме того, добавил он, из-за того, что она не успела вовремя предоставить автомобиль, клиенты прекратили работать с компанией, и у нее образовалась недополученная прибыль. «Клиенты отменяли заказы по разным причинам. Где-то мы не успевали доставить [машину], потому что водители меняли маршруты из-за перекрытых улиц, где-то у людей тоже планы менялись. Потом [были] штрафные санкции из-за невыполненных заказов», - пояснил Леухин. «Иск подан к ФБК, потому что они были организаторами. А «Дождь», потому что оказывал им информационную поддержку», — добавил Леухин.

РБК, 5 сентября; Радио Свобода, 5 сентября                       

 

СЕНТЯБРЬ, 5

Ютьюб-канал «Навальный Live»

Вечером в студии ютьюб-канала «Навальный Live» устроили обыск. Дверь в студию была взломана, камеры наблюдения заклеены. Пришедшие представились сотрудниками ОМОНа и начали обыск. В этот момент в студии находились восемь человек. У них изъяли личную и рабочую технику, переписали паспортные данные и отпустили. Приехавший в студию «Навальный Live» адвокат Владимир Воронин заявил, что омоновцы отказались пустить его внутрь.

Медуза, 6 сентября                                                

 

СЕНТЯБРЬ, 5

Давид Френкель

Полицейские не пускали фотокорреспондента «Медиазоны» Давида Френкеля на митинг против произвола на выборах в Петербурге из-за того, что он отказывался показать содержимое своей сумки. Один из стражей правопорядка заявил журналисту, что тот может пронести с собой маркер, с помощью которого протестующие иногда «устраивают теракты». Френкель рассказал «Лениздату», что полицейские регулярно изымают у участников протестных акций маркеры. Журналист пытался узнать у правоохранителей, какой мотивацией руководствуются полицейские. Один из них объяснил, что в изъятии маркеров нет ничего смешного, ведь их «поджигают» и «устаревают с их помощью теракты». В итоге у фотокорреспондента не нашли при себе опасных предметов, в том числе и маркеров. Его пропустили на место сбора митингующих.

Лениздат, 6 сентября                                        

 

СЕНТЯБРЬ, 5

Владислав Постников

Сотрудники оперативного отдела УМВД по Екатеринбургу не нашли нарушений в действиях сотрудников полиции, задержавших журналиста Владислава Постникова, снимавшего протесты в сквере у Театра драмы в ночь с 15 на 16 мая. Постников рассказал, что, несмотря на его удостоверение журналиста, полицейские запретили ему вести фото- и видеосъемку, само удостоверение посоветовали «засунуть в одно место». Также у журналиста отобрали телефон и не пускали к нему адвоката в отделении. Постников направил свою жалобу в прокуратуру Екатеринбурга, оттуда она поступила уже в оперативный отдел УМВД. Он приобщил к жалобе видео, где видны действия сотрудников полиции, но правоохранители так и не смогли найти нарушений в действиях коллег.

Лениздат, 5 сентября                                 

 

СЕНТЯБРЬ, 6

Владимир Дергачев

Елена Вавина

Владимир Роменский

Никита Павлюк-Павлюченко

Александр Земляниченко

Елена Шевелева

Мария Цветкова

МВД и Генпрокуратура не нашли нарушений в действиях сотрудников полиции, задерживавших журналистов на акциях 27 июля и 3 августа в Москве. Об этом говорится в ответе зам главы МВД Александра Горового и зам генпрокурора Александра Буксмана на запрос президентского Совет по правам человека. Так, по утверждению Генпрокуратуры «не задерживались, в территориальные отделы полиции не доставлялись» журналист РБК Владимир Дергачев, журналист «Ведомостей» Елена Вавина, корреспондент «Дождя» Владимир Роменский и журналист «Сноба» Никита Павлюк-Павлюченко. На самом деле всех их задерживали и помещали в автозаки (в частности, Роменского — в прямом эфире), но через некоторое время отпускали. МВД отчиталось, что указанные журналисты «не доставлялись» в отделы полиции, никак не комментируя их задержание. В МВД также отрицают нанесение полицейскими ударов фотографу AP Александру Земляниченко и корреспонденту «РБК-ТВ» Елене Шевелевой. Единственное нарушение, зафиксированное Генпрокуратурой — это задержание корреспондента Reuters Марии Цветковой. 27 июля ее доставили в отдел ОВД по Хорошевскому району, так как, по утверждению полиции, у нее не было «видимых отличительных знаков представителя средств массовой информации». В отделе ее продержали дольше положенных трех часов, в связи с чем прокурор вынес полиции представление об устранении нарушений.

Медуза, 6 сентября                                     

 

СЕНТЯБРЬ, 6

Газета «Наша версия»

Уполномоченный по правам детей в Москве Евгений Бунимович направил в МВД и Генпрокуратуру заявление с требованием возбудить уголовное дело по факту распространения фальшивой агитации, в которой упоминается его имя, сообщил РБК со ссылкой на заявление. Господин Бунимович баллотируется в Мосгордуму от «Яблока» по шестому одномандатному округу (Головинский, Левобережный, Ховрино, часть района Западное Дегунино). В заявлении омбусмен рассказал, что в ночь с 4 на 5 сентября стилизованная под издание «Наша версия» газета была распространена по почтовым ящиком нескольких районов на севере Москвы. На первой полосе газеты были размещены материалы о нем с компрометирующими заголовками. Тексты находились рядом с рассказами о маньяках и педофилах. Омбудсмен просит МВД и Генпрокуратуру изъять тираж газеты у напечатавшей ее типографии, найти заказчиков и исполнителей. В «Яблоке» РБК сообщили, что редактор издательского дома «Версия» Николай Зятьков назвал эту газету фальшивкой, не имеющей отношения к его издательству, а зампредседателя партии Николай Рыбаков заявил, что это не первый случай подобной информационной атаки на кандидата.

Коммерсантъ, 6 сентября                

 

СЕНТЯБРЬ, 6

Рашид Майсигов

Магасский горсуд продлил арест до 12 октября ингушскому журналисту Рашиду Майсигову, обвиненному в хранении наркотиков, сообщил его адвокат. Рашид Майсигов был задержан 12 июля после обыска, в ходе которого у него в доме нашли пакетик с белым порошком и листовки. Журналисту предъявлено обвинение в хранении наркотиков в особо крупном размере. 25 июля суд подтвердил арест активиста. Продление ареста Майсигову подтвердил и его адвокат Магомед Аушев. «Рашида снова оставили под стражей. Обосновывают это стандартными формулировками о необходимости проведения следственных действий. Мы обязательно будем обжаловать это решение», - цитирует Аушева «Юг. МБХ медиа». По словам адвоката, Майсигов после задержания жаловался на пытки током. В суде арестованный отказался от данных ранее признательных показаний.  Власти должны прекратить преследование ингушского журналиста Рашида Майсигова и расследовать его заявление о пытках, заявил 23 июля Комитет по защите журналистов.

Кавказский Узел, 6 сентября                                     

 

СЕНТЯБРЬ, 6

Вячеслав Прудников

В Красносулинском городском суде (Ростовская область) прошло первое судебное заседание по уголовному делу о нападении на журналиста Вячеслава Прудникова. На скамье подсудимых один человек - некто Андрей Золотарев. Ему предъявили обвинение по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»). «Сейчас сторонам дали время подготовиться к прениям. Следующее заседание назначено на 19 сентября», - рассказали порталу 161.RU в пресс-службе Красносулинского городского суда. Нападение на журналиста новостных сайтов «Красный Бумер» и «Кавказский узел» Вячеслава Прудникова произошло 21 декабря 2017 года. Как рассказал источник в правоохранительных органах региона, сотрудник муниципалитета Красного Сулина, отвечающий за сферу ЖКХ, предложил Вячеславу встретиться. «Прудников активно освещал тему шахтеров из Гуково, их забастовки и многомиллионные долги перед ними. Он сотрудничал с местными изданиями и федеральными телеканалами, такими как «Звезда». Сотрудник муниципалитета предложил Прудникову встретиться и обсудить работу журналиста», - сообщал ранее источник. Встречу назначили на местном кладбище. Во время разговора на машине подъехали двое мужчин и открыли огонь по Вячеславу. Одна пуля попала ему в локоть. Журналисту удалось добраться до больницы, врачи которой сообщили в полицию. Проведенная судмедэкспертиза расценила полученные травмы как лёгкий вред здоровью.

161.Ру, 6 сентября                                           

 

СЕНТЯБРЬ, 7

Роман Сущенко

Российские власти запретили журналисту агентства «Укринформ» Роману Сущенко, осужденному по статье о шпионаже и выданному 7 сентября Украине, въезжать на территорию России в течение 20 лет. Об этом сообщает «Укринформ» со ссылкой на его общественного защитника Марка Фейгина. «Сущенко помиловали и на 20 лет запретили въезд на территорию РФ», - сказал Фейгин. Журналисту сообщили об этом в СИЗО «Лефортово» перед тем, как он вместе с другими украинцами стал участником обмена заключенными между Россией и Украиной. Романа Сущенко задержали в России в 2016 году по обвинению в шпионаже в пользу Украины, в 2018-м его осудили на 12 лет в колонии строгого режима. Сущенко все обвинения отрицал. 7 сентября Украина и Россия обменялись заключенными по схеме «35 на 35». После обмена официальный Киев опубликовал списки украинцев, переданных Россией. В Москве список россиян не раскрывали.

Медуза, 9 сентября                                      

 

СЕНТЯБРЬ, 7

Съемочная группа телекомпании «8 Канал Красноярск»

На границе Красноярского края неизвестные напали на автобус с журналистами съемочной группы телекомпании «8 Канал Красноярск» и наблюдателями, направлявшимися из Красноярска в Туву для работы на выборах в Верховный Хурал республики. Инцидент произошел около 19:30. Автобус с журналистами, наблюдателями и членами избиркома с правом совещательного голоса следовал из Красноярска в Кызыл. На границе между регионами дорогу автобусу заблокировали люди на лошадях, рассказали очевидцы происшествия. Налетчики проткнули колеса автобуса и скрылись. Пострадавших в результате ЧП нет. На место происшествия был направлен исполняющий обязанности министра МВД Тывы, отряд быстрого реагирования, несколько экипажей полиции из Ермаковского района. Информация об инциденте уже направлена главе МВД России Владимиру Колокольцеву и во все другие правоохранительные органы, сообщил депутат Госдумы Сергей Натаров.

Дела.Ру, 8 сентября                                        

 

СЕНТЯБРЬ, 9

Газета «Новая Хакасия»

В Абакане сотрудники правительства пытались прогнать волонтеров, раздававших газету «Новая Хакасия». Дело кончилось вызовом полиции. «Наши ребята-волонтеры распространяли газету в центре города, распространяли и на Первомайской площади, которая не является закрытой зоной. Из правительства выбежали молодые люди, которые начали угрожать. Что-то там фотографировали. Потом эти ребята вызвали полицию» - рассказал главный редактор газеты «Новая Хакасия» Сергей Сипкин. Вопреки желанию сотрудников серого дома, полиция в действиях волонтеров ничего незаконного не нашла. Их задержали, но вскоре отпустили, говорит Сергей Сипкин. Газета официально зарегистрирована, как СМИ. Все документы у издания в порядке. Выходит газета уже полгода. Основной тираж попадает к читателям бесплатно через Почту России. И небольшую часть волонтеры раздают на улицах. Делают это законно, у них договор с редакцией.

Юг Сибири, 10 сентября                               

 

СЕНТЯБРЬ, 10

Виталий Рувинский

Хамовнический суд Москвы взыскал 400 тысяч рублей с депутата Мосгордумы Сергея Митрохина в пользу семьи проректора Московского государственного института международных отношений Натальи Кузьминой. Иск к Митрохину был подан в связи с его публикациями в блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы», в которых упоминались родные Кузьминой. В одной из них он назвал её семью «известной рейдерской семейкой». В суде депутат заявил, что готов удалить эту публикацию. Кроме Митрохина, ответчиком по делу был главный редактор сайта «Эха Москвы» Виталий Рувинский. Его представитель, выступая в суде, заявил, что материалы в блогах не подвергаются редактированию, и радиостанция не несёт за них ответственность. Тем не менее, суд обязал Рувинского удалить пять текстов Митрохина и опубликовать опровержение. Всего семья Кузьминой требовала от ответчиков по иску о защите чести и достоинства свыше двух миллионов рублей. Сергей Митрохин заявил, что будет обжаловать вердикт.

Радио Свобода, 10 сентября                               

 

СЕНТЯБРЬ, 10

Телеканал «Дождь»

Следственный комитет вызвал на допрос гендиректора телеканала «Дождь» Наталью Синдееву. Она сообщила в твиттере, что допрос начнется в 10 утра. По какой причине Синдееву вызвали в СК, пока неизвестно. В повестке, которую получила Синдеева, сказано, что ее в качестве свидетеля допросит старший следователь по особо важным делам Рустам Габдуллин. Ранее сообщалось, что именно он ведет расследование «московского дела». Наталья Синдеева сообщила после допроса, что ее спрашивали о том, как «Дождь» освещал акцию протеста 27 июля, а также об источниках финансирования телеканала, пишет «Интерфакс». «Все было корректно и вежливо. Вопросы были уместны», — сказала она. «Дождь» 27 июля вел прямую трансляцию с несанкционированной акции протеста против недопуска независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму. Во время эфира в студию пришла полиция и вручила главреду телеканала Александре Перепеловой повестку на допрос в качестве свидетеля.

Медуза, 10 сентября                                                

 

СЕНТЯБРЬ, 10

Виталий Щелканов

Из редакции телеканала «РЕН-ТВ» уволили старшего редактора Виталия Щелканова за шутливый твит «ты думаешь, что ты с главредом здороваешься, а на самом деле ты с большим тараканом здороваешься, с жуком-оборотнем». Журналист рассказал «Лениздату», что главный редактор телеканала счел твит оскорблением. По мнению Александра Григорьева, Щелканов «поливает в Сети издание грязью». В итоге сотрудника заставили написать заявление на увольнение. Сам Щелканов не считает твит оскорблением: он сделан по шаблону популярной в сети Twitter шутки, также в нем не указывалось, главред какого издания имеется в виду. Профсоюз журналистов осудил действия редакции «РЕН-ТВ» и напомнил, что публикации в социальных сетях не являются поводом для увольнения.

Лениздат, 10 сентября                                   

 

СЕНТЯБРЬ, 10

Евгений Доможиров

Вологодский городской суд назначил компенсацию в размере 50 тысяч рублей местному блогеру Евгению Доможирову, оправданному по делу о клевете и экстремизме. Об этом сообщает глава Международной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. Адвокат «Агоры» Виталий Черкасов, представляющий интересы Доможирова, не согласен с «мизерным размером компенсации» и намерен обжаловать решение суда. Доможиров обвинялся по делу о клевете (ч. 2 ст. 128 УК РФ) за то, что обвинил прокурора области в «крышевании» местной бизнесвумен. Когда полицейские поздним вечером приехали с обыском в загородный дом Доможирова, он, не поняв, кто приехал, в грубой форме попросил людей уйти. Позже его ответ стал поводом для возбуждения дела по статье 319 УК РФ («Публичное оскорбление представителя власти»). Сотрудники полиции, пытаясь попасть в дом Доможирова, повредили руку его пожилой матери, о чем активист эмоционально написал в соцсетях. Из-за тех публикаций Доможирова обвинили в возбуждении ненависти к социальной группе - «вологодским сотрудникам полиции» (ч. 1 ст. 282 УК РФ). Саму 68-летнюю мать Доможирова 30 марта приговорили к 6 тысячам рублей штрафа за публичное оскорбление сотрудника полиции. По статьям о возбуждение ненависти и клевете суд признал активиста невиновным, однако за оскорбление полицейского назначил 60 часов обязательных работ.

ОВД Инфо, 10 сентября                                     

 

СЕНТЯБРЬ, 10

Абдулмумин Гаджиев

Советский суд города Махачкалы продлил арест журналиста газеты «Черновик» Абдулмумина Гаджиева, сообщил агентству «Интерфакс-Юг» представитель суда. «Срок содержания под стражей А. Гаджиева продлен на два месяца - до 13 ноября», - сказал собеседник агентства. Ранее сообщалось, что журналиста «Черновика», который руководит в газете разделом «Религия», и еще двух жителей Дагестана задержали 14 июня, а 18 июня суд в Махачкале арестовал Гаджиева по подозрению в финансировании терроризма. Сам он вину не признает, в его поддержку выступают коллеги. 21 июня три дагестанских еженедельника вышли с одинаково оформленной первой полосой с лозунгом «Я/Мы Абдулмумин Гаджиев». Председатель Совета по правам человека Михаил Федотов попросил глав СКР, Генпрокуратуры и Дагестана взять под личный контроль дело Гаджиева.

Интерфакс-Юг, 10 сентября                                      

 

СЕНТЯБРЬ, 11

Ринат Рахимов

В Уфе прямо в рабочем кабинете служебные приставы задержали директора издания ProUfu.ru Рината Рахимова. В документах, которые успели увидеть члены редакции, значится, что Рахимов оштрафован на 3 тысячи рублей. Сам директор издания предположил, что это могут оказывать давление из Адвокатской палаты Башкирии, с которой издание долгое время судится. Есть ли в этом попытка давления на СМИ, покажет время.

Наша версия, 11 сентября                               

 

СЕНТЯБРЬ, 11

Иван Литомин

Дело о нападении на журналистов против главы Ширинского района Хакасии Сергея Зайцева затягивается. Прокуратура просит рассматривать его где угодно, только не в Шире. Прокуратура считает, что чужой суд будет объективнее и беспристрастнее к Зайцеву. Верховный суд определил, что теперь делом главы района будет заниматься Черногорск. Но Зайцев и его адвокат не согласны с таким решением. Обвиняемая сторона подала апелляцию. Хотят вернуть дело в Ширинский суд. Почему глава района настаивает - непонятно, адвокат молчит. Сегодня всё должно было решиться, но заседание перенесли на 18 сентября. Напомним, в конце мая Сергей Зайцев бросил на пол журналиста телеканала Россия 24 Ивана Литомина. Съёмочная группа федерального телеканала зашла в кабинет главы Ширинского района с вопросами: почему в домах погорельцев плесень и сырость, и жить там невозможно. Спросили и про дорогой особняк самого главы района. Сергей Зайцев обвиняется в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. Максимальный срок по статье - шесть лет тюрьмы. У Зайцева уже есть судимость по пожарам 2015 года, тогда погибли 12 человек. Он получил 4,5 года и тут же был амнистирован.

Юг Сибири, 11 сентября                                         

 

СЕНТЯБРЬ, 12

«Областная газета»

Редакция официального издания правительства Свердловской области  «Областная газета» обратилась за помощью в Центр защиты прав СМИ после того, как опубликованный на ее сайте материал был признан запрещенным к распространению на территории России, в связи с чем материал был удален с сайта издания. Юрист Центра защиты прав СМИ Ольга Шацких готовила для суда правовую позицию в защиту редакции, интересы в суде представляла Елена Овчинникова - медиаюрист из Екатеринбурга, сотрудничающий с Центром. 11 сентября Свердловский областной суд удовлетворил частную жалобу редакции «Областной газеты» на определение суда нижестоящей инстанции, который ранее отказался рассматривать дело по существу и прекратил по нему производство, ссылаясь на то, что спорный материал уже удален с сайта издания, а запрет на его распространение ничьи права не нарушает. Дело направлено на рассмотрение по существу в Кировский районный суд Екатеринбурга. 8 декабря 2017 года Вольский районный суд Саратовской области удовлетворил требования прокурора. Материал был удален с сайта издания. Что интересно, Роскомнадзор внес его в Единый реестр запрещенных сайтов спустя почти год после решения суда. Только тогда редакция «Областной газеты» и узнала о том, что в 2017 году где-то в Вольске, суд признал их материал запрещенным к распространению. Редакция обжаловала это решение и в апреле Саратовский областной суд отменил его в связи с грубыми процессуальными нарушениями и направил дело на новое рассмотрение.

Центр защиты прав СМИ, 12 сентября                            

 

СЕНТЯБРЬ, 12

Густаво Веласкес

В Новосибирске был задержан журналист и фотограф издания НГС Густаво Веласкес. Он работал на антитеррористических учениях и вызвал недовольство полиции тем, что снимал «не там, где нужно». Как сообщает НГС, Веласкес по заданию редакции снимал совместные антитеррористические учения полиции и ФСБ. Около 11:30 связь с ним пропала. В редакцию позвонил человек, который представился сотрудником угрозыска. Он заявил, что Веласкес снимал «не там, где нужно, и не тех, кого нужно». Других оснований для задержания журналиста звонивший не назвал. Веласкеса доставили в отдел полиции №10 «Советский» Новосибирска. Сотрудники правоохранительных органов заставили его удалить все снимки, сделанные во время учений. Веласкес - гражданин Аргентины, но у него есть разрешение на работу в России, удостоверение журналиста и все необходимые аккредитации для съемок. Он работал в десятках стран, в том числе в горячих точках. «Задержание нашего журналиста без законных оснований с формулировкой «не там снимал» - это незаконное препятствование деятельности журналиста. Редакция обязательно будет принимать меры», - заявил главный редактор НГС Александр Агафонов.

Росбалт, 12 сентября                               

 

СЕНТЯБРЬ, 12

Сергей Кагермазов

На муниципальных выборах в Санкт-Петербурге не прекращаются споры и пересчеты голосов. В одном из самых проблемных округов «Озеро долгое» произошла очередная серия потасовок. Часть депутатов, не согласных с обнародованными итогами выборов, а также подозревающих, что члены избирательной комиссии незаконно использовали резервные бюллетени, 12 числа дежурили возле офиса ИКМО. Туда же в течение дня подтянулись начавшие побеждать «единороссы», полиция, приезжали пожарные, собрались журналисты городских СМИ. К ночи всех лишних настойчиво попросили покинуть здание муниципалитета. Эффектнее всего «попросили» кандидата от «Справедливой России» Илью Шмакова – его полицейские вынесли вчетвером и отправили в отдел. Кроме того, пострадал журналист «Эха Москвы в Петербурге» Сергей Кагермазов. Он заметил у одного из выходов председателя Территориальной избирательной комиссии Вячеслава Субботина, попытался с ним поговорить, но тот скрылся в здание. А вскоре из того же выхода выбежал другой мужчина, ударил Сергея в живот и захлопнул дверь. «Подозреваю, что напавший на меня - это зам главы этого МО Дмитрий Вадимович Бенемаский. Естественно, кандидат ЕР», - написал Кагермазов позднее в Twitter.

Лениздат, 13 сентября                            

 

СЕНТЯБРЬ, 12

Александр Никишин

После допроса в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Саратовской области ведущий ИА «Свободные новости» Александр Никишин прокомментировал события: «С учетом того, что я еще дал подписку о неразглашении… Я, правда, не понимаю, что там «не разглашать», это безумие какое-то… В семь утра начали ломиться в дверь. Единственное, что успел – включить трансляцию, то самое видео. Открыл дверь – а что делать, они обещали болгаркой пилить, и к этому все шло. Открыл дверь, они тут же выкрутили телефон, изъяли как обычно. Наркотиков, денег и прочих незаконных веществ не нашли. Вообще ощущение, что они не знали, что им надо. Они зашли и – что дальше делать?» - обрисовал картину он. Журналист сообщил, что на допросе не стал пользоваться 51-й статьей Конституции РФ, позволяющей не свидетельствовать против себя, и ответил на все вопросы, которые, по его словам, в основном касались Алексея Навального. «Очень жалко, что остался я без телефона и без компьютера. А еще у меня изъяли карточку, на которой было долга 57 тысяч рублей. И мне теперь придется брать еще в долг у какого-нибудь банка, чтобы купить себе другой телефон», - отметил свидетель. Полицейские объяснили, что мероприятия проводят в рамках расследования дела «о финансировании Навального».

ИА «Свободные новости», 12 сентября       

 

СЕНТЯБРЬ, 13

The Times

The Daily Telegraph

The Nation

Бизнесмен Олег Дерипаска подал иск о защите деловой репутации к трем крупным англоязычным изданиям. Иск подан в Краснодарский краевой арбитражный суд. Как рассказали в суде, иск был зарегистрирован 13 сентября, слушания по нему еще не назначены. Ответчиками выступают британские The Times и The Daily Telegraph, а также американский журнал The Nation. Суть иска пока неясна. В 2017 году Дерипаска подавал в американский суд иск против Associated Press из-за публикации о его сотрудничестве с бывшим руководителем избирательного штаба Дональда Трампа Полом Манафортом. Суд тогда счел, что сведения, указанные в статье, не порочат репутацию российского бизнесмена.

Медуза, 17 сентября                                            

 

СЕНТЯБРЬ, 13

Иван Суверин

Следствием установлено, что в январе 2019 года обвиняемый - ранее судимый  34-летнего местный житель - во время документирования сотрудниками ГИБДД совершенного им административного правонарушения - управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения - причинил телесные повреждения корреспонденту ГТРК «Орел» Ивану Суверину, осуществляющему видеозапись для последующего освещения в средствах массовой информации деятельности полицейских по пресечению правонарушений, совершенных водителями транспортных средств. Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу.

Орловское информбюро, 13 сентября                         

 

СЕНТЯБРЬ, 14

Газета «Новое дело»

Редакция газеты «Новое дело» (Махачкала) призвала мэрию дагестанской столицы проявить уважение к Конституции и законам РФ и ответить на запросы, Данные запросы были отправлены редакцией еще в июле 2019 года, но ответы на них мы так и не получили до сих пор. Так, 5 июля редакция хотела получить ответ на вопрос, сколько же должны платить горожане за проезд в маршрутных такси. В том же материале она пыталась выяснить у мэрии, куда направлять жалобы гражданам, чьи права будут нарушаться водителями маршрутных такси. Не получив ответ, через неделю (12 июля 2019 года) мы опубликовали следующие вопросы в материале «Вопросы мэру»: 1) Насколько прозрачны финансовые потоки в сфере общественного транспорта, сколько и куда денежных средств уходит от сборов и платежей? 2) Чем обоснована и как сформирована именно такая цена проезда на общественном транспорте? 3) Насколько увеличилось поступление средств в бюджет города и республики после повышения цен на проезд? И, наконец, что мешает мэрии объявить новые торги по регулируемому тарифу? Кроме того, «Новое дело» направляло официальный запрос на имя мэра Махачкалы Салмана Дадаева со следующими вопросами: 1. Какой документ регламентирует порядок ведения коммерческой деятельности в парках Махачкалы? Речь идет о парках: парк имени 50-летия Октября, Родопский бульвар (бульвар имени Сулеймана Стальского), парк Ленинского Комсомола. 2. Просим предоставить документ, регламентирующий работу торговых объектов на территории указанных парков. 3. Насколько правомерно наличие такого количества торговых объектов в местах общественного отдыха? 4. В случае если граждане посчитают свои права на досуг и отдых ущемленными в результате этой коммерческой деятельности, куда они могут обратиться с жалобой? 5. В каком из перечисленных парков городской администрации работу торговых объектов удалость привести в соответствие нормам? Также в запросе от 18 июля в связи с возникшими в ходе подготовки публикации вопросами о возможности проведения массовых публичных мероприятий в Махачкале «НД» просило Салмана Дадаева дать разъяснения по следующим вопросам: Какие площадки в городе Махачкале предназначены для проведения массовых публичных мероприятий? Какие общественные мероприятия запланированы администрацией Махачкалы на территории площадок, предназначенных для проведения массовых публичных мероприятий, в июле, августе и сентябре 2019 года? На какие даты возможна подача заявок гражданами и общественными организациями для проведения публичных массовых мероприятий в Махачкале? Ответов нет.

Новое дело, 14 сентября                              

 

СЕНТЯБРЬ, 16

ООО «Блокнот - Краснодар»

В мае прошлого года между департаментом информационной политики Краснодарского края и ООО «Блокнот - Краснодар» был заключен государственный контракт на информационное обслуживание на сумму 197 550 рублей. В январе текущего года департамент в одностороннем порядке принял решение об отказе исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом департамент обратился в Федеральную антимонопольную службу по Краснодарскому краю с требованием включить «Блокнот – Краснодар» и его руководство в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия УФАС, рассмотрев представленные сведения, приняла решение о не включении ООО «Блокнот – Краснодар» в реестр недобросовестных поставщиков. Не согласившись с решением Комиссии, департамент информационной политики обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным этого решения. 26 августа 2019 года Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований департаменту информационной политики края. Таким образом, журналисты независимого издания, которое позволяет себе критику в адрес краевой власти, сумели отстоять свои права. В том числе и право на освещение деятельности краевой власти.

Информация Галины Ташматовой (Краснодар)          

 

СЕНТЯБРЬ, 18

СМИ Санкт-Петербурга

В Законодательном собрании Санкт-Петербурга прошла церемонии инаугурации нового губернатора города Александра Беглова. Освещавшие это событие журналисты городских СМИ надеялись, что после официальной церемонии будет пресс-подход или хотя бы небольшой комментарий от губернатора. Нового градоначальника пресса ждала после инаугурации у парадного входа в Мариинский дворец больше двух часов. Оказалось, что зря. В третьем часу дня журналистам объявили, что Александр Беглов не выйдет. Он покинул ЗакС через другой выход. Как отмечают журналисты, во время совей речи на инаугурации избранный губернатор говорил об открытости власти. При этом стоит напомнить, что уже не раз сотрудники городских СМИ жаловались на то, что Беглов не работает с журналистами, не дает комментариев и его пресс-служба не приглашает на мероприятия с его участием тех, кто не входит в узкий круг представителей просмольнинских медиа.

Лениздат, 18 сентября                                 

 

СЕНТЯБРЬ, 18

Дмитрий Баиров

Советский райсуд города Улан-Удэ второй раз арестовал блогера Дмитрия Баирова, отбывшего 18 сентября 5 суток ареста за участие в народном сходе (который местные власти считают «несогласованной акцией»), потребовавшем отмены результатов  выборов мэра. На выходе из спецприемника молодого человека задержали полицейские: повезли его в службу судебных приставов, и в тот же день ему было предъявлено новое обвинение, теперь уже неполитическое – в неуплате алиментов (ст. 5.35. 1 КоАП РФ). Его задолженность перед бывшей семьей за несколько часов в ходе судебного процесса выросла в 30 с лишним раз - с 35 тыс. рублей до 1 млн. 200 тысяч. Об этом сообщил сайту «МБХ медиа» соратник блогера – депутат Народного хурала Бурятии Баир Цыренов: «Не знаю, каким образом это все накручивалось, он сам был в шоке». Пресс-служба республиканского УФССП объяснила бурятским СМИ такой невообразимый рост отцовского долга тем, что блогер не исполнял его слишком долго: «исполнительный лист был выдан еще в марте 2013 года», столько процентов набежало из-за просрочек. Однако, как пишет «Тайга-инфо», Дмитрий Баиров выдвигался буквально только что в городской совет Улан-Уде (выборы прошли 8 сентября с.г.), и никаких долгов за ним вроде не числилось: по крайней мере, никто о них не сообщал. При первом задержании 10 сентября с.г. блогеру были причинены телесные повреждения: медики зафиксировали, по его словам, сотрясение мозга и перелом одного позвонка. Разгоняли и задерживали участников акции против фальсификации выборов главы горадминистрации сотрудники ОМОНа , Росгвардии и неизвестные лица в масках. Глава Бурятии Алексей Цыденов назвал их действия «сдержанными и профессиональными». За «неуплату алиментов» Дмитрий Баиров отправлен в спецприемник на 10 дней.

Информация Георгия Бородянского (Омск)           

 

СЕНТЯБРЬ, 18

Андрей Зайцев

В Химках (Московская область) судебные приставы заблокировали банковские счета главреду «Городской газеты» Андрею Зайцеву. Все денежные средства, которые ему поступают, автоматически снимаются для погашения задолженности перед главой Химок Дмитрием Волошиным, сообщает газета. Кроме того, Зайцеву запретили выезд за пределы России, пока он не выплатит всю сумму, и угрожают ему описью и изъятием личного имущества. Ранее Химкинский городской суд постановил взыскать с журналиста около 250 тыс. рублей в качестве компенсации затрат, понесенных Волошиным в ходе судебного разбирательства с Зайцевым. Напомним, что суд удовлетворил иск Волошина о защите чести, достоинства и деловой репутации, которым «Городская газета» якобы нанесла урон. Кроме того, недавно в парке им. Величко в Сходне сотрудники полиции и комбината по благоустройству и озеленению Химок воспрепятствовали раздаче бумажной версии издания, задержав распространителя. Конфликт едва удалось уладить силами депутатов и их помощников. Представители «Городской газеты» заявляют, что не изменят своей редакционной политики, несмотря на репрессивные действия администрации, и просят финансово поддержать издание в сложившейся непростой ситуации.

Экооборона Московской области, 18 сентября        

 

СЕНТЯБРЬ, 18

Егор Сковорода

Александрина Елагина

Ойстейн Винстад

Иван Жильцов

Антон Прусаков

Михаил Солунин

Жалобы от имени журналистов и правозащитников, пострадавших при нападении на автобус Сводной мобильной группы в Ингушетии в марте 2016 года, поданы сегодня в Европейский суд по правам человека, сообщил «Комитет против пыток». В Ингушетии недалеко от административной границы с Чечней 9 марта 2016 года было совершено нападение на микроавтобус Сводной мобильной группы «Комитета по предотвращению пыток». Восемь журналистов и правозащитников, а также водитель автобуса, направлявшиеся в Грозный, были избиты, четверо из них попали в больницу. В течение двух лет после нападения следствие отказывалось информировать потерпевших и их адвоката о ходе расследования. В феврале 2019 года Магасский районный суд отказался удовлетворить жалобу на отказ следствия представить материалы дела. По версии опрошенных «Кавказским узлом» экспертов, одной из целей нападения на журналистов и правозащитников было внести разлад в отношения Рамзана Кадырова и главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Сам Евкуров также упрекнул правозащитников в попытках столкнуть его с Кадыровым. Представители потерпевших требуют признать нарушение их прав по трем статьям Европейской конвенции: в части запрещения пыток, свободы выражения мнения и права на эффективное расследование. С момента нападения прошло более трех лет, но в деле не появилось ни подозреваемых, ни обвиняемых, а потерпевшим следователь так и не дал возможности ознакомиться с материалами дела в полном объеме. Нападавшие четко дали понять, что мотивом нападения является профессиональная деятельность избитых журналистов и правозащитников. Их не интересовали деньги и ценные вещи потерпевших, но они забрали электронные носители с собранной информацией о нарушениях прав человека в Ингушетии и Чечне, отмечает юрист Комитета против пыток Екатерина Ванслова. В каждом из двух заявлений, поданных в ЕСПЧ, объединены жалобы нескольких потерпевших. Первую подали редактор «Медиазоны» Егор Сковорода, журналист Александрина Елагина и корреспондент норвежского издания Ny Tid Ойстейн Винстад, их интересы представляет юрист «Агоры» Кирилл Коротеев. Вторую жалобу подали Екатерина Ванслова, пресс-секретарь «Комитета против пыток» Иван Жильцов, фотокорреспонденты Антон Прусаков и Михаил Солунин, а также водитель сожженного при нападении микроавтобуса Башир Плиев. Их интересы представляет юрист «Комитета против пыток» Ольга Садовская. В заявлениях отмечается, что в течение двух дней до нападения за потерпевшими велась слежка, силовики проявляли к ним пристальный интерес, а нападавшие после избиения журналистов и правозащитников беспрепятственно уехали в Чечню.

Кавказский узел, 18 сентября                                  

 

СЕНТЯБРЬ, 19

Борис Стомахин

Бывший редактор бюллетеня «Радикальная политика» Борис Стомахин, осуждённый по статьям о публичном оправдании терроризма и возбуждении ненависти, вышел на свободу. Он отбывал третий срок за свои высказывания. Правозащитный центр «Мемориал» отмечал, что преследование Стомахина может быть политически мотивированным. Об освобождении Стомахина сообщает «МБХ медиа» со ссылкой на адвоката «Правозащиты Открытки» Романа Качанова. «Он только что освободился, мы сейчас находимся вместе с ним. Он сейчас разговаривает по телефону со своими знакомыми и друзьями», – сообщил он утром 19 сентября. Публицист был осуждён за текст, который он написал уже из СИЗО. По версии следствия, он положительно отозвался о терактах в Волгограде, произошедших в декабре 2013 года. С учётом предыдущего приговора по аналогичным статьям в 2015 году Стомахина приговорили к семи годам лишения свободы. В первый раз он был приговорён по аналогичной статье к пяти годам колонии в 2006 году. Европейский суд по правам человека неоднократно указывал на нарушение российскими властями в делах против Стомахина права на свободу выражения мнений. В 2018 году он получил от ЕСПЧ компенсацию за первый приговор. Суд признал, что в текстах журналиста можно усмотреть призывы к насилию и оправдание терроризма, но посчитал, что тяжесть назначенного наказания нарушала его права.

Радио Свобода, 19 сентября                                

 

СЕНТЯБРЬ, 19

Елена Суслова

Пролетарский районный суд Ростова-на-Дону отказал в исковых требованиях журналисту ставропольской краевой газеты «Открытая. Для всех и каждого» к главному судье Ставропольского края. Речь идет об иске о защите чести, достоинства и деловой репутации, который подала к врио председателя Ставропольского краевого суда Козлову Елена Суслова, зам редактора «Открытой газеты». Верховный суд Российской Федерации иск направил в районный суд Ростова-на Дону. Дело попало на рассмотрение к зампреду райсуда Анжелике Власенко. И сразу же начались странности, впоследствии постоянно сопровождающие процесс. Почему-то о датах заседаний ростовского суда раньше всех узнавал высокопоставленный судейский ответчик Козлов, живущий в Ставрополе. Раньше, чем эта дата появлялась на официальном сайте Пролетарского районного суда. Раньше, чем о них – в зале судебного заседания (на которое, кстати, Козлов не приезжал), узнавала истец. Создавалось впечатление, что главный судья Ставропольского края согласовывал с ростовскими коллегами удобный для себя день. Процессуальные нормы и права истца нарушались на каждом шагу: судья немотивированно отказывалась удовлетворять ходатайство о привлечении в дело представителя истца - юриста, специализирующегося на подобных исках, не оглашала, по какой причине отсутствует ответчик, не спрашивала, можно ли провести заседание в его отсутствие… Стороне истца был вручен «отзыв об иске», но почему-то без приложений, которые попросил приобщить Козлов со своей пометкой «только в адрес суда». О чем были эти приложения – на 37 листах! – можно только догадываться, потому что судья в процессе их так и не огласила, нарушив принцип равноправия сторон. После предварительного заседания журналист и ее защитник сразу же написали жалобу на имя председателя Пролетарского районного суда о возможном не процессуальном общении ответчика, имеющего цель получить нужный ему судебный результат до рассмотрения дела, просили провести проверку и о результатах сообщить заявителям. Но суд начался, не дожидаясь никаких результатов проверки. Еще несколько характерных деталей, свидетельствующих о моральных качествах ответчика. Свой отзыв Козлов, призванный к ответу как физическое лицо, написал на официальном бланке Ставропольского крайсуда и подписался как врио председателя. Спрятался за высокой должностью, в то время как журналист подала свой иск в качестве физического лица, на простом листе бумаги, а не на фирменном бланке редакции. Более того: Козлов не имел никакого права сооружать этот документ, официально зарегистрированный им у себя в журнале исходящих под датой 22 августа 2019 года и подписанный им как «врио». Поскольку уже с 13 августа в Ставропольский краевой суд уже был назначен новый председатель – Константин Боков! Елена Суслова будет обжаловать решение, как только получит его мотивировочную часть.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)              

 

СЕНТЯБРЬ, 19

Дарья Комарова

Во время визита президента Владимира Путина в столицу Удмуртии полицейские задержали журналиста издания «Идель. Реалии» Дарью Комарову. У нее около часа проверяли документы рядом с рамками на центральной площади Ижевска. О задержании Дарьи Комаровой сообщил анонимный Telegram-канал «Очки Бречалова», эту информацию журналист подтвердила «7х7». По ее словам, полицейские заинтересовались тем, что Комарова фотографировала, как ижевцы проходят через единственную рамку металлоискателя на центральную площадь города: «Ко мне подошли сотрудники полиции, я показала пресс-карту «Идель.Реалии», и около часа они со мной находились, никуда не отпускали. По их словам, я была в статусе «гостя столицы». Потом отпустили, пообещав смотреть за мной и контролировать.

«7х7», 19 сентября                                          

 

СЕНТЯБРЬ, 20

Светлана Прокопьева

Следователи предъявили псковскому журналисту Светлане Прокопьевой обвинение в публичном оправдании терроризма. Поводом послужило её выступление на радио, в котором Прокопьева рассуждала о взрыве в здании ФСБ Архангельска. Тогда 17-летний подросток взорвал самодельное устройство у входа в здание местного управления ФСБ. По мнению журналистки, этот поступок мог быть спровоцирован репрессивными действиями политического режима. Вторая часть статьи 205.2 Уголовного кодекса России предусматривает штраф до миллиона рублей или лишение свободы сроком до семи лет. «Мне кажется, они просто проигнорировали вообще все доказательства моей невиновности, которые мы им предоставляли за все это время. Разбираться они и не собирались, просто переписали статью уголовного кодекса и заявили, что я это совершила – пропаганду терроризма, признание идеологии терроризма правильной и нуждающейся в поддержке и одобрении. Будто я действительно идеолог джихада какого-то! Это совершенно возмутительно! Ни в какие ворота не лезет это обвинение», – прокомментировала свой новый процессуальный статус Светлана Прокопьева. Адвокат журналиста Татьяна Мартынова рассказала проекту Север.Реалии, что с её подзащитной и с неё самой следствие взяло новую подписку о неразглашении. Адвокат отметила, что существует постановление Конституционного суда, согласно которому на Прокопьеву, как на подозреваемого, не должна распространяться такая подписка. Но обжаловать в ближайшее время это процессуальное действие адвокат Мартынова не планирует, так как уже на следующей неделе следователи могут объявить об окончании расследования и предоставить материалы дела защите для ознакомления. «Сейчас могу сказать только одно: Светлана Владимировна, конечно же, не признает свою вину», - отметила Мартынова. В феврале в отношении Светланы Прокопьевой было возбуждено уголовное дело об оправдании терроризма. В июле журналистку внесли в список экстремистов, её счета были заблокированы. В конце августа суд отказал в удовлетворении административного иска радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» и порталу «Псковская лента новостей». СМИ обжаловали выданное Роскомнадзором предупреждение о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Оно было связано с выступлением Прокопьевой. Светлана Прокопьева внештатно сотрудничает с несколькими средствами массовой информации, в том числе с Радио Свобода. В её поддержку и в защиту свободы выражения мнения выступили журналисты, международные правозащитные организации, политики и общественные деятели. В Европейский суд по правам человека уже поступила жалоба Прокопьевой на нарушение её прав как журналиста. В обращении, в частности, подчёркивается, что изъятие личного оборудования при обыске в квартире журналистки поставило под угрозу конфиденциальность её источников информации.

Радио Свобода, 20 сентября                                       

 

СЕНТЯБРЬ, 20

Светлана Вахтангишвили

У главного редактора республиканской газеты «Хакасия» Светланы Вахтангишвили последний рабочий день. Как стало известно 19rus.info, приказ об увольнении подписал министр имущественных и земельных отношений Евгений Тарасов. Однако, по инсайдерским источникам 19rus.info, Светлана Александровна приказ еще не подписала. На ее стороне закон - уволить главного редактора СМИ нельзя в течение года после прошедших выборов, в которых СМИ принимало участие. Поэтому у главреда иммунитет. Напомним, администрация главы РХ оказала сильнейшее давление на Вахтангишвили, ставшую неожиданно неугодной. По официальной информации, она не справилась с обязанностями, по неофициальной - ее попросту подсидели. Одна из возможных претенденток на смену Вахтангишвили - пресс-секретарь Хакасского УФАС Марина Алехина. Так неужели убрать Вахтангишвили так торопятся, что администрация главы и Минимущество решили пойти против закона в отношении нее? Похоже, юристы ведомств зацепились за приставку «и.о.», от которой, по их мнению, Светлана Вахтангишвили так и не избавилась. Хотя ее кандидатуру согласовал еще в январе 2019-го глава региона Валентин Коновалов. Кроме губернатора учредителями главного республиканского издания выступают также правительство и Верховный Совет РХ. Напомним, с газетой «Хакасия» у учредителей прямо беда: ни уволить, ни назначить. Не успели жители РХ забыть печальную историю бывшего главреда Сергея Сипкина, которого уволили, затем восстановили, затем опять уволили. В «Хакасии» обязанности главреда исполняет первый зам Юрий Абумов.

19rus.info, 23 сентября                              

 

СЕНТЯБРЬ, 23

Портала KRIKNEWS

С момента акций против строительства Храма святой Екатерины в сквере у Театра драмы в Екатеринбурге минуло чуть ли не полгода, и вот подполковник МВД Антон Трошин решил подать в суд на журналистов интернет-портала KRIKNEWS, который входит в ООО «Телекомпания «Резонанс», и потребовать с них 100 тысяч рублей, кроме, естественно, извинений за нанесенный моральный ущерб. Публикация под названием «Ничтожество в погонах?» вышла еще 20 июня, главный фигурант текста – подполковник, которого, якобы, избил газеткой «Дед-пикет» Вадим Панкратов. Журналисты KRIKNEWS рассказали о сотруднике полиции в этом материале следующее: «Подполковнику Антону Сергеевичу Трошину 33 года, с февраля этого года он является начальником отдела по исполнению административного законодательства УМВД по Екатеринбургу. В его ведении находится, в том числе, составление административных протоколов на участников несогласованных публичных мероприятий. Именно на основе рапортов Трошина многие защитники сквера получили административные наказания в виде штрафов и арестов». Пока остается непонятным – что же так задело подполковника? Тема материала или просто его название? Почему как частное лицо подал иск он, а не юристы УМВД по Екатеринбургу, все-таки в тексте речь шла о работе сотрудника полиции, а не о его личной жизни? Связаться с самим Трошиным и задать ему эти вопросы журналистам сайта «TochkaNews.ru» не удалось, а в пресс-группе УМВД по Екатеринбургу от комментариев на эту тему отказались. Что ж, возможно, ответы они получат уже 1 октября в Октябрьском районном суде Екатеринбурга, куда журналистов интернет-портала KRIKNEWS вызвали повесткой. ФЗГ следит за развитием событий.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)               

 

СЕНТЯБРЬ, 23

Иван Пахно

В Европейский суд по правам человека направлены жалобы россиян, обвиненных в оскорблении власти. В их числе блогер из Ставрополя Иван Пахно, оштрафованный за пост о президенте Путине. Житель города Изобильного Иван Пахно опубликовал свой пост в социальной сети «ВКонтакте» 21 мая, на следующий день после инаугурации президента Украины Владимира Зеленского. Фамилия Путина в нем употреблена дважды: в одном из случаев после нее стоит прилагательное «фарисействующее», а в другом - бранное слово. Пост был размещен под комментарием с призывом Зеленского к украинским чиновникам не вешать в своих рабочих кабинетах его портрет. На первом заседании суда блогер заявил, что не преследовал цели оскорблять президента как личность, а лишь «пытался критиковать политику власти относительно развешивания портретов главы государства в кабинетах». 1 июля Изобильненский райсуд Ставропольского края назначил блогеру 30 тысяч рублей штрафа за оскорбление власти. 11 июля адвокат обжаловал это решение, однако 7 августа Ставропольский краевой суд оставил приговор Ивану Пахно в силе. В жалобе, направленной в Страсбург, говорится, что судебное решение в отношении Ивана Пахно было принято с нарушением Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а именно: статей 3 «Запрещение пыток» и 10 «Свобода выражения мнения». По словам составителя жалобы, юриста Международной правозащитной группы «Агора» Игоря Шолохова, «в течение двух-трех месяцев жалоба должна быть зарегистрирована в ЕСПЧ», после чего начнется процесс коммуницирования, «который может затянуться на пять-восемь лет». «Такой срок - нормальная практика. Стоит отметить, что подобные жалобы в ЕСПЧ еще не подавались, так как не было статьи «Оскорбление представителя власти», она совсем новая. Давать прогноз пока рано. Только ЕСПЧ сможет дать ответ, насколько законны изменения в части 3 статьи 20.1 КоАП России», - сказал Шолохов «Кавказскому узлу».

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)       

 

СЕНТЯБРЬ, 23

Сергей Пинягин

Советский суд Краснодара принял решение отказать в удовлетворении требований главы Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Георгия Шлахтера к активисту и инстаграм-блогеру Сергею Пинягину. Распространённая Пинягиным информация в интернете о том, что против Шлахтера возбуждено уголовное дело, по мнению Шлахтера, нанесла вред его чести, достоинству и деловой репутации. Спустя два дня после подачи иска Шлахтером инстаграм-аккаунт Сергея Пинягина был заблокирован сервисом. Причины блокировки ему неизвестны. Пинягин был вынужден завести новый аккаунт. Блогер считает, что местная власть преследует его с одной целью: закрыть его инстаграм-аккаунт, чтобы не публиковал информацию о нецелевом расходовании бюджетных средств. «Мы отслеживаем все госзакупки, все платежи, которые делает поселение. У нас ряд вопросов до сих пор возникает, например мы выяснили, что в муниципальном предприятии есть несуществующие озеленители, но они получают зарплату 10-12 тысяч рублей. Эту всю информацию я публикую у себя в инстаграме», - рассказывал Сергей Пинягин Свободным Медиа.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)                           

 

СЕНТЯБРЬ, 24

Издание Digger

Издание Digger закрылось спустя 1,5 месяца после запуска. Гендиректор Digger Лидия Фадеева сообщила на своей странице в Facebook, что после месяца и трех недель работы над новым проектом вся редакция уволилась из-за отсутствия финансирования собственником. Фадеева рассказала, что собственник перестал выходить на связь после месяца работы издания. Денег, заработанных редакцией, хватило еще на три недели работы. 20 сентября Фадеева закончила принимать увольнения от всех сотрудников и сложила с себя полномочия генерального директора. Издание под названием «Digger» было посвящено технологиям, гаджетам, гик-культуре и смежным темам. Проект стал перезапуском издания MacDigger, которое преимущественно писало о технике Apple. В Digger работали бывшие сотрудники изданий «Коммерсант», Forbes, «Секрет фирмы» и РБК.

Лениздат, 24 сентября                                  

 

СЕНТЯБРЬ, 25

«Молодые журналисты Алтайского края»

В Барнауле мировой судья судебного участка № 2 Железнодорожного района назначил общественной организации «Молодые журналисты Алтайского края» штраф в 50 тысяч рублей за публикацию ссылки на сайт института «Открытое общество», деятельность которого в 2015 году была признана нежелательной на территории России. Об этом сообщает издание «Тайга. Инфо». «Молодых журналистов Алтайского края» обвинили в «осуществлении деятельности нежелательной организации на территории РФ» (ст. 20.33 КоАП) после того, как сотрудники УФСБ России по Алтайскому краю обнаружили в публикациях ссылку на институт «Открытое общество». Она существовала на сайте «Молодых журналистов» с 1999 года. В то время «Открытое общество» еще не было запрещено на территории России. Председатель Совета «Молодых журналистов Алтайского края» Сергей Канарев отметил, что «ранее «Открытое общество» при поддержке государства занималось издательской деятельностью, и до сих пор во многих библиотеках Алтайского края можно найти экземпляры книг с упоминанием того, что они выпущены при поддержке «нежелательной организации». «Открытое общество» - международная благотворительная организация. Ее основал американский финансист Джордж Сорос. 30 ноября 2015 года деятельность фондов Сороса «Открытого общества» и «Содействия» в России признали нежелательной.

ОВД Инфо, 25 сентября                                   

 

СЕНТЯБРЬ, 25

Светлана Прокопьева

Международная организация «Репортёры без границ» осудила уголовное преследование российской журналистки Светланы Прокопьевой, которая обвиняется в оправдании терроризма. В распространенном в среду пресс-релизе говорится, что Прокопьева «всего лишь выполняла свою работу». «Совершенно возмутительно видеть, с каким остервенением ею занимаются следователи», – заявил руководитель отдела Восточной Европы и Центральной Азии «Репортеров без границ» Йоханн Бир. По его словам, дело в отношении Прокопьевой является попыткой запугать журналистское сообщество России. Организация призвала журналистов к мобилизации в защиту коллеги. Накануне президент медиакорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода Джейми Флай осудил уголовное преследование Прокопьевой. Он назвал неприемлемым преследование журналистки за выражение личного мнения. В минувшую пятницу стало известно о том, что следователи предъявили Прокопьевой обвинение в публичном оправдании терроризма. Соответствующая уголовная статья предусматривает крупный штраф или лишение свободы на срок до семи лет. Прокопьева не признаёт вины. Следствие взяло с неё подписки о невыезде и неразглашении связанной со следствием информации. По данным адвоката Прокопьевой Татьяны Мартыновой, правоохранительные органы уже на этой неделе могут объявить об окончании расследования и предоставить материалы дела защите для ознакомления. Светлана Прокопьева – автор десятков материалов о политических и общественных проблемах Псковской области и других регионов России. Она внештатно сотрудничает с несколькими средствами массовой информации, в том числе с Радио Свобода. Прокопьева стала лауреатом стипендии имени Петра Вайля «Свободная русская журналистика» за 2018 год, учреждённой Русской службой Радио Свобода. В феврале 2019 года в отношении Светланы Прокопьевой было возбуждено уголовное дело об оправдании терроризма. В её квартире прошёл обыск. Поводом для уголовного преследования журналистки стали её рассуждения о поступке 17-летнего подростка, который в ноябре 2018 года взорвал самодельное устройство у входа в здание архангельского управления ФСБ и погиб. По мнению Прокопьевой, этот поступок мог быть спровоцирован репрессивными действиями политического режима. В поддержку Светланы Прокопьевой и в защиту свободы выражения мнения выступили журналисты, международные правозащитные организации, многие политики и общественные деятели в России и других странах. В Европейский суд по правам человека уже поступила жалоба Прокопьевой на нарушение её прав журналиста. В обращении, в частности, подчёркивается, что изъятие личного оборудования при обыске в квартире журналистки поставило под угрозу конфиденциальность её источников информации.

Радио Свобода, 25 сентября                                          

 

СЕНТЯБРЬ, 25

Newsvo

Удалить спорный материал, чтобы еще раз напомнить читателям о проблеме – так решили сделать в редакции вологодского издания newsvo.ru. В июне этого года в группе грозозащитного объединения «Настоящая Вологда» появился короткий пост о том, как рабочие стройкомпании «Магистраль» скидывают в реку грунт. Рабочих при этом автор поста назвал «хануриками». Издание newsvo.ru опубликовало эту заметку у себя на сайте. «Пост «Настоящей Вологды» … давно бы уже канул в Лету, если бы директор «Магистрали» Павел Волков не решил подать на наше издание заявление в полицию. Благодаря ему слово «ханурики» прочно вошло в обиход многих наших читателей и всех вологжан, кто следит за судьбой набережной», - написала в своем блоге редактор издания Евгения Сибирцева. Полиция возбуждать дело отказалась. И тогда Волков решил идти в суд. «Что меня больше всего удивляет в этой истории, так это обоснования того, почему пост про нарушения на набережной нужно удалить. Цитирую претензию Павла Волкова: «Такие утверждения формируют негативное общественное отношение к хозяйственной деятельности заявителя и наносят ему репутационный вред», - сообщила редактор newsvo.ru. Она отметила, что редакция удалит пост со своего сайта и даже не будут сильно протестовать, так как все это лишний раз напомнит читателям об истории со сброшенным в реку грунтом. По словам Евгении Сибирцевой, к «Магистрали» у горожан и без того останется много вопросов по уборке Вологды и строительству различных объектов.

Лениздат, 25 сентября                            

 

СЕНТЯБРЬ, 25

Сайт газеты «Известия»

Сайт газеты «Известия» удалил опубликованную статью с критикой министра обороны России Сергея Шойгу. Доступ к публикации от 24 сентября закрыт, текст сохранился в фейсбуке её автора, военного обозревателя издания Ильи Крамника. Поводом для материала стало интервью Шойгу, опубликованное в газете «Московский комсомолец» в воскресенье, 22 сентября. В нём министр обороны рассказывает о современном состоянии российской армии, приписывает себе успешное проведение реформы вооружённых сил и делится своей оценкой политической ситуации. Крамник в своём тексте отмечает, что реформа российских вооружённых сил не может быть полностью приписана действующему министру обороны. «Связывать процесс восстановления армии с назначением на должность Сергея Шойгу вряд ли корректно», – написал он. «Процесс облегчения «тягот и лишений», заключавшийся, в числе прочего, в улучшении условий быта, освобождения солдат от хозяйственных работ, реорганизации системы питания в войсках и ряде других нововведений, начался при предшественнике ШойгуАнатолии Сердюкове, с пребыванием которого в должности в первую очередь связывают именно изменение условий службы», – пишет Крамник. Тогда же, отмечает он, начался процесс перевооружения армии и заключение крупных контрактов на поставку вооружений и военной техники. Исполнение большинства заказов пришлось на время, когда у ведомства появился новый министр. По оценке Крамника, боеспособность российской армии нельзя было бы восстановить за короткий период с момента назначения Шойгу в ноябре 2012 года до военной операции России в Крыму в 2014 году или в Сирии в 2015-м. «Сам факт отмеченного в интервью успешного выполнения боевых задач в сложных условиях сирийской кампании говорит о запуске процесса «спасения армии» задолго до назначения Сергея Шойгу», – отмечает он. В своём тексте Крамник изучал также увеличившуюся закрытость ведомства при Шойгу. «Если пытаться анализировать активность военного ведомства, опираясь на его публичную информационную рассылку, то может сложиться впечатление о том, что основным содержанием деятельности Вооруженных сил является проведение военно-патриотических и военно-спортивных мероприятий», – отмечает он. По его оценке, при Сердюкове военное ведомство допускало к себе представителей оппозиционных СМИ, в то время как при Шойгу пул военных журналистов был уменьшен и лоялизован. Крамник рассказал Радио Свобода, что редакция не объяснила ему причины удаления текста и не возражала против републикации его в фейсбуке. Радио Свобода обратилось за комментарием о причинах исчезновения текста к главному редактору сайта «Известий» Михаилу Паку, накануне он не стал комментировать тему Русской службе Би-би-си.

Радио Свобода, 25 сентября                                        

 

СЕНТЯБРЬ, 26

Илья Крамник

Военный обозреватель «Известий» Илья Крамник, статью которого с критикой министра обороны Сергея Шойгу ранее удалили с сайта издания, уходит с работы. У себя в фейсбуке он сообщил, что с ним не продлили контракт, который истёк. Ранее стало известно, что сайт газеты «Известия» удалил опубликованную статью с критикой Шойгу. Доступ к публикации от 24 сентября был закрыт, текст сохранился в фейсбуке Крамника. В нём, в частности, утверждалось, что реформа российских вооружённых сил не может быть полностью приписана действующему министру обороны. В своём материале Крамник также изучал увеличившуюся закрытость ведомства при Сергее Шойгу. В беседе с Радио Свобода Илья Крамник рассказал, что узнал о решении удалить статью от главного редактора сайта «Известий» Михаила Пака. Журналист уточнил, что не знает конкретных причин, но считает очевидным оказание некоего административного давления. При этом, по словам Крамника, редакция не возражала против публикации текста на его странице в его фейсбуке.

Радио Свобода, 26 сентября                                             

 

СЕНТЯБРЬ, 26

Наталья Васильева

Корреспондент Associated Press Наталья Васильева рассказала на заседании общественной коллегии по жалобам на прессу об угрозах со стороны руководства ЦИК после интервью председателя ведомства Эллы Памфиловой. Об этом сообщает ИА «Закон». По словам Васильевой, после выхода ее материала заместитель председателя аппарата ЦИК сказал руководителю корреспондента, что «у Натальи никогда не будет карьеры, и ее не будут пускать в МИД, ЦИК и Кремль». «Бюро направило Памфиловой запрос на интервью. Ни один разговор не идёт по готовому сценарию. Памфилова сама подняла вопрос о законе. Ее комментарии по этому поводу стали одним из лейтмотивов», - рассказала журналист. Кроме того, Васильева отметила, что приняла пару замечаний Памфиловой после интервью: «Где-то она просила более развернутых комментариев, а где-то расширить бэк». Интервью с Памфиловой, посвященное выборам в Мосгордуму, опубликовано в конце августа. ЦИК обвинил журналиста в искажении слов главы комиссии. «Публикация производит впечатление пропагандистского материала, в котором практически проигнорированы аргументированные ответы Памфиловой на задаваемые вопросы», - сказано в заявлении ЦИК.

ОВД Инфо, 26 сентября                             

 

СЕНТЯБРЬ, 26

«Областная газета»

Свердловская «Областная газета» проиграла департаменту информполитики (ДИП) суд на 38 млн. рублей. Ведомство требовало от издания вернуть эту сумму в бюджет, однако редакция пыталась признать решение ДИПа незаконным в Свердловском арбитражном суде. Спор в арбитраже длился с мая 2019 года. Согласно материалам дела, департамент информполитики привлекал к делу в качестве свидетелей представителей «Московского Комсомольца-Урал» и «Комсомольской правды». 26 сентября прошло заседание, на котором суд встал на сторону департамента и полностью отказал газете в иске. Теперь ОГ придется вернуть 38 млн. рублей, которые выделялись ей на госзадание в 2018 году. ДИП посчитал заказ невыполненным из-за проблем с тиражом издания. Источники «URA.RU» сообщали, что среднее количество экземпляров газеты должно было составить около 61 тысячи, но на протяжении года объем менялся с 14 тысяч до 67 тысяч экземпляров. В 2019 году арбитраж уже рассматривал подобный спор между ДИПом и ОГ. Департамент признал проваленным госзаказ за 2017 год и потребовал от газеты 3 млн. рублей. Суд признал претензии законными.

Ura.Ru, 26 сентября                                         

 

СЕНТЯБРЬ, 27

«Русская служба Би-би-си»

«МБХ медиа»

«Голос Америки»

Радио Свобода

«Настоящее время» (Current Time)

«Медуза»

Комиссия Госдумы по вмешательству во внутренние дела приняла решение изучить материалы нескольких СМИ на предмет нарушения российского законодательства, сообщает «Интерфакс». Речь идет о «Русской службе Би-би-си», «МБХ медиа», «Голосе Америки», «Радио Свободе», «Настоящем времени» (Current Time) и «Медузе». Какие публикации проверят, не уточняется. На заседании комиссия Госдумы также объявила, что установлено, что немецкая телерадиокомпания Deutsche Welle призывала к участию в несанкционированных акциях в Москве, нарушив, таким образом, сразу несколько российских законов. Кроме того, в публикациях Deutsche Welle, в том числе о Северном Кавказе, комиссия усмотрела нарушение антиэкстремистского законодательства. Комиссия направит материалы расследования в Генпрокуратуру, ФСБ, МВД России и Роскомнадзор для принятия соответствующих мер, «а также в МИД России для принятия решения о дальнейшей аккредитации». Также, объявила комиссия, будут направлены материалы в Минюст России «для включения Deutsche Welle в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента». Генеральный директор Deutsche Welle Петер Лимбург обвинения в нарушении российских законов назвал абсурдными. Комиссия по расследованию вмешательства во внутренние дела России была создана в Госдуме в августе на фоне массовых акций протеста, проходивших в Москве из-за недопуска независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму. МИД РФ тогда объявил, что подозревает иностранные СМИ и дипломатические представительства во вмешательстве во внутреннюю политику России «в связи с освещением несанкционированных акций». Комиссию Госдумы, в частности, заинтересовали публикации в твиттерах Deutsche Welle и Посольства США в России. Также комиссия заподозрила Facebook и Google в распространении политической рекламы в «день тишины».

Медуза, 27 сентября                             

 

СЕНТЯБРЬ, 27

Алла Константинова

Начальник исправительной колонии №9 в Петрозаводске Иван Савельев обвинил в клевете журналиста «Медиазоны» Аллу Константинову, написавшую статью о пытках в тюрьме. Савельев пообещал подать иск к «Медиазоне», автора текста и его героев. По словам начальника ИК-9, в Следственный комитет уже направлено заявление, «связанное с деловой репутацией». По мнению Савельева, журналист также оскорбила представителя власти. Текст, ставший причиной конфликта, был опубликован три дня назад в «Медиазоне» и «Новом времени». В нем заключенные рассказали о пытках, в которых участвовали сотрудники колонии.

Лениздат, 27 сентября                              

 

СЕНТЯБРЬ, 27

Deutsche Welle

Председатель комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев заявил, что эксперты нашли в публикациях немецкого издания Deutsche Welle «признаки оправдания экстремизма». Пискарев обвинил немецкое СМИ в нарушении российского законодательства. Эксперты нашли в материалах Deutsche Welle призывы к участию в московских летних «неразрешенных» митингах, что также является нарушением закона, регулирующего избирательные процессы, «оправдание экстремизма» в материале про блогера Владислава Синицу. Пискарева возмутило то, то сотрудники Deutsche Welle увидели в Синице не «преступника и экстремиста», а «обычного оппозиционера». Председатель комиссии заявил, что действия журналистов нарушили ст. 13.15 КоАП («Злоупотребление свободой массовой информации»). Более того, издание финансируется из бюджета ФРГ, а значит, является иностранным агентом. Материалы экспертизы направляют в Минюст, Роскомнадзор и Генеральную прокуратуру. Пискарев подчеркнул, что комиссии важно, чтобы наказание было «неотвратимым».

Лениздат, 27 сентября                                                 

 

СЕНТЯБРЬ, 27

Жалауди Гериев

Чеченская прокуратура не нашла нарушений в восьмом по счету отказе расследовать похищение журналиста. Корреспондент «Кавказского узла» Жалауди Гериев получил ответ на свое обращение в прокуратуру по поводу похищения в апреле 2016 года, сообщает издание. Журналисту восьмой раз отказали в проведении расследования его похищения в апреле 2016 года. Ответ Гериеву датируется 6 августа 2019 года, в нем, в частности, говорится: «Ни одно из исследованных доказательств судом не признано недопустимым. В ходе проведенных проверок сведений, подтверждающих факт неправомерных действий правоохранительных органов Чеченской Республики в отношении вас, не получено». В октябре 2016 года Желауди Гериева приговорили к трем годам колонии за незаконный оборот наркотиков. По версии следствия, 16 апреля 2016 года Гериев поехал на окраину села Курчалой, чтобы употребить марихуану, где и был задержан. Перед арестом его похитили вооруженные люди, а затем в рюкзаке Гериева обнаружили марихуану. Ранее Желауди Гериев уже семь раз обращался в прокуратуру и получал аналогичные отказы расследовать его похищение. На заседаниях 2016 года защита указывала на несколько серьезных противоречий в обвинении: Гериев якобы собрал марихуану в августе, хотя созревает она в октябре; якобы журналист с большим пакетом в апреле 2016 года отправился в село для употребления наркотика, но при этом не было найдено никаких приспособлений для его приготовления; и, в конце концов, за день до предполагаемого употребления наркотиков Гериев приобрел билет на самолет и в день задержания должен был уже направляться в аэропорт. Журналист вышел на свободу 30 апреля 2019 года.

ОВД Инфо, 27 сентября                                  

 

СЕНТЯБРЬ, 27

Нариман Мемедеминов

На заседании Северо-Кавказского окружного военного суда в Ростове-на-Дону прокурор запросил шесть лет лишения свободы для гражданского журналиста и блогера Наримана Мемедеминова, которого обвиняют в публичных призывах к терроризму в интернете (ч. 2. ст. 205 УК РФ). Об этом сообщает информационно-аналитический центр «Сова». Днем ранее Северо-Кавказский окружной военный суд отказался выслушать нескольких журналистов из свидетелей защиты. Адвокат ходатайствовал об их допросе по видеоконференцсвязи с районным судом Киева, поскольку они не могут приехать в Россию, но их показания важны для характеристики личности Мемедеминова и по другим обстоятельствам. Гражданского журналиста Наримана Мемедеминова задержали в конце марта 2018 года. Его обвиняют в публичных призывах к терроризму, совершенных с помощью интернета (ч. 2. ст. 205 УК РФ). Такое обвинение было предъявлено из-за видеороликов, которые активист опубликовал на YouTube в 2013 и 2014 годах, в то время, когда Крым находился под юрисдикцией Украины. В них Мемедеминов рассказывал об исламе и деятельности политической партии «Хизб ут-Тахрир». На территории Украины деятельность этой организации разрешена.

ОВД Инфо, 27 сентября                                  

 

СЕНТЯБРЬ, 28

Алексей Молоторенко

В Костроме силовики задержали фотокорреспондента «7×7» Алексея Молоторенко после того, как он на телефон снял КПП части росгвардии. От журналиста требовали признаний в терроризме. Об этом сообщает «7×7». Молоторенко задержали после отказа удалить фото КПП подразделения росгвардии на Профсоюзной улице. Силовики применили к нему силу и сопроводили в часть, где у журналиста отобрали телефон, обыскали и проверили содержимое сумки. Через некоторое время к журналисту прибыли сотрудники ФСБ и Центра «Э», которые в течение 4 часов требовали от него признаний в терроризме. «Говорили, что докажут, что я террорист и семье устроят проблемы», - вспоминает Молоторенко. Затем задержанного доставили в отделение полиции в микрорайоне Юбилейный и потребовали написать объяснение. Примерно в 17.00 его отпустили без составления протокола.

ОВД Инфо, 28 сентября             

 

СЕНТЯБРЬ, 30

«Областная газета»

Кировский районный суд Екатеринбурга удовлетворил жалобу редакции «Областной газеты», которая оспаривала факт признания опубликованного на её сайте шуточного материала о взятках должностным лицам запрещенным к распространению на территории России. Редакция официального издания правительства Свердловской области «Областная газета» обратилась за помощью в Центр защиты прав СМИ после того, как опубликованный на ее сайте материал был признан запрещенным к распространению на территории России, в связи с чем материал был удален с сайта издания. Юрист Центра защиты прав СМИ Ольга Шацких готовила для суда правовую позицию в защиту редакции, интересы в суде представляла Елена Овчинникова - медиаюрист из Екатеринбурга, сотрудничающий с Центром. Хронология событий начинается с ноября 2017 года, когда на сайте «Областной газеты» был опубликован юмористический материал известного сатирического проекта «Красная бурда» под названием «Как брать и давать взятки, чтобы за это потом не взяли». В публикации приводились такие варианты намёков на то, чтобы предложили взятку: Я вам три с половиной миллиона раз сказал: это невозможно! Очень жаль! Очень жаль, что не могу вам помочь, очень жаль! Хотя мог бы. Но не могу! Или могу? Как вы считаете? Чертовски интересное у вас дело, чертовски! Просто руки чешутся вам помочь, особенно правая. К чему бы это? Нет, если детский садик меньше десяти этажей, я даже проект смотреть не буду. Вот хотел я номер на машину — 1 000 000. А дали 100. А хочется 1 000 000. Есть у вас? Я вот вчера по грибы ходил, искал лендкрузди, а попадаются одни опелята… Материал попал в поле зрения прокурора города Хвалынска Саратовской области, который посчитал, что в материале приведена информация о порядке и способах получения взятки должностным лицом, и ссылаясь на наступление уголовной ответственности за такие действия, прокурор обратился в суд с требованием внести материал в реестр запрещенных сайтов. В 2017 году суд удовлетворил требования прокурора, указав, что материал является информацией, «направленной на пропаганду противоправного поведения», в связи с чем он был удален с сайта издания. Напомним, ранее Кировский районный суд Екатеринбурга отказался рассматривать дело по существу и прекратил по нему производство, ссылаясь на то, что спорный материал уже удален с сайта издания, а запрет на его распространение ничьи права не нарушает. Впоследствии апелляционный суд отменил это решение и направил дело на рассмотрение по существу. Сегодня суд отказал в удовлетворении требований прокурора Хвалынского района о признании материала «Как брать и давать взятки, чтобы за это потом не взяли» запрещенным к распространению. «Сатирический жанр допускает большую степень преувеличения и даже провокации при условии, что общество не вводится в заблуждение относительно фактической стороны дела. Юмореска "Красной Бурды" являлась сатирическим произведением, в котором высмеивалась практика дачи взятки. Она не содержала информации о реальных способах и реальном порядке дачи и получения взятки», - рассказывает медиаюрист Елена Овчинникова. Отметим, что эта же юмореска не понравилась и прокурору станицы Калининской, что в Краснодарском крае. Там суд также признал ее запрещенной к распространению. При поддержке Центра защиты прав СМИ это решение было обжаловано, апелляционная жалоба еще не рассматривалась. «Это решение поможет нам в судебном споре в Краснодаре, где мы также будет доказывать суду, что шутки в СМИ не могут признаваться запрещенной информацией. Вступившее в силу решение Кировского районного суда Екатеринбурга будет иметь преюдициальное значение в суде Краснодара», - комментирует итог дела юрист Ольга Шацких, которая представляет интересы редакции в Краснодарском краевом суде.

Центр защиты прав СМИ, 30 сентября                    

 

СЕНТЯБРЬ, 30

Раиса Абрамова

В Ставропольском крае журналисты независимой газеты обратились к новому председателю краевого суда с просьбой разобраться в нарушениях закона, которые плодит его заместитель. ФЗГ неоднократно писал о противостоянии и. о. председателя краевого судебного ведомства (теперь он заместитель председателя) Олега Козлова и краевой независимой газеты «Открытая». И вот новые факты, уже от нештатного автора, судебного обозревателя газеты Раисы Абрамовой. В последнем номере «Открытой» она рассказывает, как лично подвергается ожесточенной травле со стороны Козлова и группы судей - героев ее разоблачительных публикаций. Травле безостановочной, изощренной с применением безграничного должностного ресурса. Несколько лет Абрамова (кстати, лауреат и призер конкурса «Суд будущего», Москва, 2015 год) пишет про ессентукскую коммунальную ассоциацию «Партнер», бесконтрольно собирающую с жильцов деньги за не оказанные услуги. В публикациях поименованы все судьи, своими решениями не раз спасавшие мошенническую организацию. Наконец, в отношении руководителя «Партнера» было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконная предпринимательская деятельность»… И в мае этого года президиум крайсуда впервые, «сквозь стиснутые зубы», смог подтвердить: права собирать платежи собственников на собственный расчетный счет у «Партнера» нет. Что по идее должен сделать президиум в таких условиях? – спрашивает автор. Конечно же, сделать рассылку низовым судам с рекомендациями учесть позицию президиума, дать текст для пресс-службы и опубликовать его на сайте суда - ведь это дело затрагивает интересы многих тысяч людей, живущих в сотне «партнерских» домов. Но нет: в ленту судейских новостей вбито всё, что угодно, включая всякие «дни молодежи» и «участие в турнире по настольному теннису», но не эта важнейшая для населения информация. Зато гласности преданы другие сведения: Раиса Абрамова, много раз писавшая про «Партер» и решения судей, уводивших организацию от ответственности, оказалась, по мнению Олега Козлова, преступницей! Именно он, как председательствующий президиума, единолично вынес в отношении Абрамовой частное определение с обвинением в уголовном преступлении - в «давлении на суд», приобщив к определению ее газетные статьи. А безгласные члены президиума, среди которых юристы с учеными степенями, покорно подписали эту абракадабру. «Не было в истории российского суда, чтобы подобное частное постановление было вынесено в отношении стороны, чью правоту суд сам же и подтвердил! Можно ли нанести больший удар по репутации и авторитету судебной власти?!» - пишет автор и считает, что этот немыслимый для правосудия России факт вызван банальной причиной - местью за понуждение главы суда к исполнению закона, который ставропольская фемида обходила много лет. Президиум направил частное определение в отношении журналиста краевому управлению службы судебных приставов. И начался многонедельный пинг-понг: в службе судебных приставов (где, видимо, понимают незаконность действий Козлова) дело никак не движется, перекидывается туда-сюда, только через два месяца Абрамову опрашивают в районном отделе судебных приставов по поручению краевого управления, но копии процессуального постановления от краевого управления она так и не может добиться. Журналисты газеты направили коллективное обращение новому председателю крайсуда Константину Бокову - чтобы лично разобрался в ситуациях, которые одну за другой плодит его неуемный зам. И напоминают о том, что правосудная система на Ставрополье испытывает жесточайший кризис законности. «Мы, журналисты «Открытой», убеждены: Закон и Право должны восторжествовать на Ставрополье окончательно и бесповоротно. А «эпоху Козлова» вспоминать как страшный сон, как предупреждение для судей, преступающих закон по приказу начальства. А со временем (стирающим острые эмоции) - просто как источник анекдотического правосудия», - заканчивается статья.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)              

 

СЕНТЯБРЬ, 30

СМИ города Северска, Томская область

В Томской области депутаты Думы города Северска решили улучшить информационный фон. На последнем заседании, сообщает агентство новостей ТВ2, они утвердили правила аккредитации журналистов: теперь далеко не всякий из пишущей и снимающей братии будет допущен в зал, где заседают народные избранники. Чтобы туда попасть, представители СМИ должны быть «одеты в деловом стиле». Также принятые правила их обязывают согласовывать с депутатами теле- и видеосюжеты и публикации до их выхода в свет, что означает, по сути, введение в городе цензуры. Резко против этих нововведений выступил депутат от ЛДПР Алексей Выборов. Под его словами мог бы подписаться любой истинный либерал: «Давайте понимать, что нас избрал народ. Мы не работаем в каком-то замкнутом сообществе, мы должны взаимодействовать с обществом. И если эти люди нас избрали, то они имеют полное право знать о нас всю информацию. Я считаю, что Дума должна быть максимально открытой: нужна трансляция, должна быть возможность приводить любых людей. А если никаких свобод и прав у журналистов не будет, тогда можно все закрывать - и телевидение, и интернет, - ходить на работу, жить в закрытом мире в закрытом городе, в закрытой семье». Статус Северска в силу специфики здешних предприятий и учреждений – ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование). Таким он был в советские время, и остается сейчас, но эта закрытость не отменяет действие на его территории Закона о СМИ. Требование согласовывать со слугами народа тексты интервью, репортажей, корреспонденций депутат Алексей Выборов считает «попранием его личных гражданских прав». Его пламенная речь не образумила коллег: они утвердили правила аккредитации, оговорившись, правда, на своем сайте, что «в дальнейшем в них могут вноситься изменения в соответствии с действующим законодательством, исходя из опыта и практики работы как на местном уровне, так и на более высоких». Ранее схожие правила были введены местными властями во многих регионах страны, в частности, в Омске. Новосибирске, Абакане, Петрозаводске, Саратове.

Информация Георгия Бородянского (Омск)              

 

СЕНТЯБРЬ, 30

Алексей Навальный

Судья Таганского районного суда Москвы Ольга Синельникова отклонила административный иск политика Алексея Навального к Роскомнадзору о признании незаконным отказа в регистрации СМИ. Об этом сообщает «МБХ медиа». Представитель Роскомнадзора в судебном заседании заявил, что политик не предоставил документы о наличии иностранного гражданства и вида на жительство. Это, по мнению представителя ведомства, не позволяет проверить соблюдение требований закона о СМИ. Учредителем СМИ не может быть иностранный гражданин. Сторона истца отметила, что эти документы нужно предоставлять только по желанию заявителя, но предоставила соответствующую справку. Несмотря на это, в регистрации издания заявителям отказали.

ОВД Инфо, 30 сентября                

 

СЕНТЯБРЬ, 30

Ольга Макаренко

В Краснодарском крае в отношении сотрудницы Новороссийской мэрии возобновлено следствие по уголовному делу о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов. Руководитель следственного отдела по Новороссийску СУ СК РФ отменил постановление о прекращении уголовного дела по ч.3 ст. 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов») в отношении сотрудницы администрации  Новороссийска Анжелики Коваленко. Предварительное следствие возобновлено, установлен дополнительный срок следствия до одного месяца. Напомним, что в начале июля сотрудница газеты «Наш Новороссийск» Ольга Макаренко обратилась в полицию. В своём заявлении она сообщила о том, что при выполнении редакционного задания по проверке факта прорыва канализационного коллектора возле озера «Соленое» главный специалист администрации Новороссийска Анжелика Коваленко, «применяя насилие, выхватила из рук журналиста смартфон, после чего нанесла ей удар рукой в голову и в область грудной клетки». Следственный комитет возбудил уголовное дело, которое вскоре было отменено самим же следкомом и направлено на доработку из-за незначительных огрехов в оформлении.

Информация Галины Ташматовой (Краснодар)            

 

СЕНТЯБРЬ, 30

Александр Васильев

Поступила информация, что из государственного телеканала «Астрахань 24» увольняют главного редактора Александра Васильева. По имеющимся сведениям, Александра Васильева убирают с должности за его аналитическую статью о проходившем недавно в Астрахани V Каспийском медиафоруме. Речь идет о посте под заголовком «Не умеешь - не берись» или «Услужливый дурак опаснее врага», который был опубликован сотрудником телеканала «Астрахань 24» 27 сентября. В тексте автор подвел свои итоги важного для региона международного мероприятия и критически высказался об его организации, что привело к информационному скандалу. Если верить информации, то уволить главного редактора решила лично директор Стелла Зверева, которая возглавила телекомпанию в начале июня текущего года. Официально комментировать ситуацию никто из сторон не стал. Тем не менее, существует версия, что людям из администрации области не понравилось, что работник государственного телеканала, получающий зарплату из бюджета, негативно высказался о форуме, к которому было приковано внимание федеральных и региональных властей. Также есть сведения, что еще летом на телеканале «Астрахань 24» из-за большой задолженности и расходов на содержание канала были запланированы сокращения. Для рационального расходования бюджетных средств планируют убрать около 15 высокооплачиваемых должностей. В этом списке числился и Александр Васильев. Так что, вопрос об увольнении был решен гораздо раньше поста, и максимум, что он мог сделать - немного ускорить этот процесс. Все положенные выплаты, как нам пояснили, Александр Васильев получит.

Арбуз, 1 октября                                               

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни