Результаты мониторинга
31 Августа 2018 года

Результаты мониторинга ФЗГ за август 2018 года

Конфликты, зафиксированные ФЗГ в течение АВГУСТА 2018 года на территории РФ.

Случаи гибели журналистов   ().

Пропавшие без вести ().

Нападения на журналистов и блогеров 1 (Ренат Хурамшин, корреспондент телеканала «78», и Евгений Луценко, телеоператор канала «78», оба - Санкт-Петербург).

Нападения на редакции, телецентры   ()

Попытки цензуры  ().

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 1 (Нариман Мемедеминов, блогер, Симферополь).

Увольнение редактора, журналиста  ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 2 (Оюма Донгак, независимый журналист, Тува; Нариман Мемедеминов, блогер, Симферополь).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ –  ().

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 12

на сумму 6 335 000 рублей

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 6

       удовлетворено – 2

       взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

       18 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 20

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений   ()

Отказ от печатания (распространения) СМИ  ().

Отключение от эфира, прекращение вещания1 (телеканал «ТВ-Рассказово», Тамбовская область).

Прекращение выхода СМИ 1 (газета «Советское Беломорье», Республика Карелия).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Черновик», в Буйнакске, Дагестан).

Препятствование выходу СМИ -  ().

Препятствование деятельности интернет-изданий  ().

Вмешательство в деятельность редакции -  ().

Выход изданий-двойников  ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (видеокамера телеканала «78»).

Отказ в регистрации СМИ -  ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб etc.) -  ().

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 38

 

АВГУСТ, 1

Марины Литвинович

Роскомнадзор потребовал от главного редактора сайта «Правда Беслана» Марины Литвинович удалить записку боевика Шамиля Басаева, переданную президенту Ингушетии во время захвата школы в 2004 году. Записка, зачитанная на суде над участвовавшим в захвате школы Нурпаши Кулаевым, была в 2011 году внесена в реестр экстремистских материалов Никулинским судом Москвы. «Правда Беслана» удалила страницу с запиской, адрес которой включен в реестр, и переопубликовала документ на сайте. Директор воронежского Центра защиты прав СМИ Галина Арапова, комментируя ситуацию с запиской Басаева в интервью «Новой газете», указала, что действия Роскомнадзора «катастрофически противоречат фундаментальным основам российского законодательства, гарантирующим доступ граждан к общественно-важной информации, каковыми являются все сведения, полученные в ходе открытых судебных слушаний». В записке, переданной главе Ингушетии во время захвата школы в Беслане, Шамиль Басаев требует от президента РФ прекратить военные действия в Чечне и предоставить республике независимость.

Медуза, 1 августа                                                

 

АВГУСТ, 2

Telegram

ЕСПЧ зарегистрировал жалобу журналиста Александра Плющева на блокировку Telegram. Первый фильтр пройден, - написал в своем Telegram-канале Павел Чиков – юрист, представляющий интересы мессенджера. Жалобу Плющев подавал еще в апреле, вскоре после того, как Таганский суд Москвы удовлетворил требование Роскомнадзора о блокировке доступа к мессенджеру Telegram в России. Журналист посчитал это нарушением его права на уважение частной и семейной жизни. По мнению Александра, при закрытии Telegramв стране он потеряет доступ к ресурсам по передаче мнений по актуальным вопросом. Одновременно с Плющевым аналогичную жалобы подавал и журналист Олег Кашин. В июне аналогичный документ в ЕСПЧ передали юристы и самого мессенджера.

Лениздат, 2 августа                                    

 

АВГУСТ, 2

«Новая газета Кубани»

Алексей Золин, ООО «Периодика Кубани» и ее собственник Петр Гайворонский предъявили иск о защите чести и достоинства к «Новой газете Кубани», опубликовавшей 14 марта этого года статью «Периодика Кубани» после допросов ушла в подполье». В материале сообщалось о подробностях расследования уголовного дела экс-руководителя департамента СМИ администрации Краснодарского края Ольги Гороховой. Судья Ленинского районного суда Краснодара Сергей Залесный 2 августа приступил к рассмотрению иска. Рассказывая о подробностях расследования уголовного дела в отношении Ольги Гороховой и о новых обвиняемых, журналист «НГК» упомянул и о том, что «в конце 2015 года у ООО «Газетное издательство «Периодика Кубани»» сменился владелец. Им стал Петр Гайворонский, одновременно являющийся и директором общества. Но фактически управлением занимался сын Галины Дмитриевны Золиной - Алексей, которому Гайворонский приходится тестем». Этот факт и послужил поводом для подачи иска. Представитель истцов утверждал в ходе судебного заседания, что Петр Гайворонский не является тестем Алексея Золина, а указание в газете на то, что Гайворонский является тестем Алексея Золина, по его словам, «серьезно очернило их», порочит честь, достоинство и деловую репутацию того и другого. Истцы не представили суду ни одного доказательства, которое бы свидетельствовало о нарушении их чести, достоинства и деловой репутации. Кстати, аналогичный иск тех же истцов, поданный ранее в Арбитражный суд Краснодарского края к «Новой газете Кубани», был отклонен. По мнению главного редактора «Новой газеты Кубани», причиной иска стало пристальное внимание издания к судебному процессу по делу экс-руководителя департамента СМИ Ольги Гороховой: «Таким образом нас пытаются запугать. Следствие по делу Ольги Гороховой и судебное разбирательство длятся неоправданно долго. Кому-то очень хочется, чтобы интерес к делу Гороховой у общественности пропал. Так оно, собственно, и случилось, и лишь «Новая газета Кубани» продолжает следить за этим делом и публиковать о нем материалы. Кстати, на последнее открытое заседание, которое проходило в этом же Ленинском райсуде города Краснодара, журналиста «НГК» не пустили без объяснения причин. Даже если Алексей Золин и не является зятем Гайворонского, то указание на родство между ними не может никому из них причинить морального вреда. Для того, чтобы иск судом был удовлетворен, заявителям нужно будет доказать факт распространения, несоответствия и порочащий характер сведений. Порочащим скорее является то, что Гайворонский указание на родство с семьей бывшего вице-губернатора Галины Золиной считает для себя и своей дочери оскорбительным», - прокомментировала иск главный редактор «НГК».

Информация Галины Ташматовой (Краснодар)    

 

АВГУСТ, 3

Николай Усков

Издатель российской версии Forbes Александр Федотов подал иск о защите чести, достоинства, деловой репутации к бывшему главному редактору издания Николаю Ускову, сообщается на портале судов общей юрисдикции города Москвы. Останкинский районный суд Москвы зарегистрировал иск 3 августа. Директор по связям с общественностью ACMG, владелицы лицензии на Forbes в России, Дмитрий Озман заявил, что Федотов также составил иск о разглашении коммерческой тайны, сообщает РБК. Усков заявил, что не знает о судебных претензиях Федотова, пишут «Ведомости». С 9 июня Николай Усков освобожден от должности из-за неудовлетворительного качества работы, «систематические нарушения трудовой дисциплины, а также пункта трудового договора «о неконкуренции». Усков оспорил увольнение в Пресненском суде Москвы, настаивая, что его уволили из-за конфликтов с Федотовым, который вмешивался в редакционную политику журнала.

Полит.Ру, 7 августа                                    

 

АВГУСТ, 3

Станислав Калиниченко

Кемеровский блогер Станислав Калиниченко, который в 2016 году заявил об избиении полицейскими, вышел из СИЗО. Об этом в своем твиттере написала Ксения Пахомова, координатор штаба Алексея Навального в Кемерово. Он также сообщила, что уголовное дело по части 1 статьи 318 УК РФ («Применение насилия к представителю власти»), заведенное на Калиниченко из-за «причинения боли» полицейскому, прекратили. Блогера обвиняли в том, что в 2016 году при задержании он ударил полицейского, и тот «почувствовал боль в области лба». Тогда Калиниченко задержали и потребовали подписать протокол о «распитии спиртного» - он отказался, после чего полицейские применили к нему силу. 6 апреля суд отправил Калиниченко в СИЗО. Судья решила, что блогер, находившийся до этого под подпиской о невыезде, уклоняется от участия в процессе. В конце апреля Калиниченко передал жалобу на условия содержания в СИЗО №1: в ней он рассказал, что его перевели в сырой и холодный подвал. В камере отсутствует туалетная бумага, нет горячей воды. В своей жалобе блогер также обратил внимание на то, что заключенные не получают медицинской помощи: он рассказал, что сотрудники СИЗО не обращают внимания на просьбы его сокамерника, который несколько раз падал в обморок. В июне Калиниченко объявил голодовку. Его брат рассказал «Медиазоне», что перед этим блогера отправляли в карцер на 15 суток и били электрошокером.

ОВД-Инфо, 3 августа                                       

 

АВГУСТ, 4

СМИ Московской области

В Московской области журналистов и жителей не пустили на проверку песчаного карьера «Пронское». Инициативная группа потребовала проведение внеплановой проверки карьера. Она состоялась, но на неё не допустили ни членов инициативной группы, ни тележурналистов, несмотря на то, что присутствие было заранее согласовано с подмосковным Минэко и администрацией Одинцовского района.

Одинцово Инфо, 4 августа                                

 

АВГУСТ, 4

Ренат Хурамшин

Евгений Луценко

В Санкт-Петербурге члены фанатской группировки «Ландскрона» избили съемочную группу петербургского регионального телеканала «78». Это не первый случай насилия со стороны фанатов «Зенита» по отношению к представителям СМИ. Руководство футбольного клуба обещает принять меры. О нападении на журналистов незадолго до начала матча «Зенита» с тульским «Арсеналом» сообщил в соцсети один из пострадавших - Ренат Хурамшин. Корреспондент телеканала «78» рассказал, что пьяный болельщик из фанатской группировки «Ландскрона» сначала потребовал прекратить съемку, а затем напал на телеоператора Евгения Луценко. Следующим стал сам журналист, который от удара потерял сознание, а очнулся уже на земле. Проходящие мимо другие фанаты «Зенита» не только не стремились помочь, но оскорбляли и даже пинали ногами упавшего сотрудника СМИ. Медики зафиксировали у обоих членов съемочной группы травмы, в том числе сотрясение мозга у Хурамшина. Также была повреждена телекамера. Журналисты написали заявление в полицию, в настоящее время проводится проверка обстоятельств происшествия. Президент футбольного клуба «Зенит» Сергей Фурсенко пообещал принять меры. Какие именно - не ясно. Ведь это не первое нападение болельщиков команды на представителей средств массовой информации. Так, в мае 2014 года в Краснодаре на выездном мачте фанаты избили съемочную группу LifeNews.                                             

Информация Романа Захарова (Санкт-Петербург) 

 

АВГУСТ, 5

Газета Business-class

Решение об отказе в удовлетворении иска о защите деловой репутации к ООО «Центр деловой информации», учредителю и издателю печатного еженедельника Business-class, не было обжаловано и вступило в законную силу. Это 10 августа подтвердили ФЗГ в арбитражном суде Пермского края. Истец Светлана Савастеева требовала опровержения сведений, опубликованных 30 января 2018 года на сайте делового издания под заголовком «Нестандартные сделки». Выявлены признаки преднамеренного банкротства «ИРЦ-Прикамье». За аббревиатурой «ИРЦ» скрывается скандально известная компания - ООО «Информационно-расчетный центр – Прикамье». Это название приведено в четырех приговорах Мотовилихинского районного суда Перми, вынесенных в 2015-2018 годы в отношении В. Савастеева, В. Криницина, А. Сенокосова и А. Овсянникова. СМИ сообщали, что 7 июля 2016 года Ленинский районный суд Перми заочно арестовал предполагаемого лидера организованной преступной группы (ОПГ) - бывшего заместителя начальника УЖКХ администрации Перми, экс-гендиректора ООО «Центр эффективного управления» (ЦЭУ) Александра Морозова. Он скрывается на Кипре и объявлен в международный розыск - как обвиняемый в мошенничестве на 26,8 млн рублей. ОПГ под руководством Морозова с марта 2012 года по март 2013 года мошенническим путем завладела коммунальными платежами от жителей многоквартирных домов, установили следствие и суд. По данным арбитражного управляющего ООО «ИРЦ-Прикамье» Алексея Евдокимова, общий ущерб за 2012 -2014 годы составил около 12 млрд рублей. «Криминальные технологии целенаправленно превратили жилищные отношения в антисоциальную криминальную анархию», - процитировал его мнение еженедельник Business-class. Эти и другие цитаты журналисты взяли из заключения А. Евдокимова, размещенного на общедоступном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ). «Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является достоверной, пока не доказано обратное», - отметил арбитражный суд в решении от 5 июля. Отказав в иске, судья Юлия Кремер указала и на процессуальные основания: «Истцом по настоящему делу является участник ООО «ИРЦ-Прикамье» Савастеева С.М., которая просит признать распространенные сведения не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию ООО «ИРЦ-Прикамье». При этом Савастеева С.М. не заявляет требований о защите своей деловой репутации. Действующим законодательством не предусмотрено право участника общества заявлять иски о защите деловой репутации самого общества. Таким образом, Савастеева С.М. не является лицом, чьи права нарушены фактом публикации оспариваемых сведений, то есть является ненадлежащим истцом».

Информация Михаила Лобанова (Пермь)                      

 

АВГУСТ, 6

Наталья Грязневич

Пресс-секретарь «Открытой России» рассказала, что к ней приходил сотрудник ФСБ и пытался уговорить ее стать информатором. Об этом она написала в фейсбуке. По словам Натальи Грязневич, мужчина хотел, чтобы они встречались раз в неделю и она рассказывала ему о своей работе. В июле Наталью Грязневич допрашивали по делу ЮКОСа, хотя в период следствия и судебных заседаний она была еще школьницей. Пресс-секретарь проходит по этому делу в качестве свидетеля, но два года назад у нее изъяли технику, документы, счета за электричество и книгу рецептов ее мамы. Вещи до сих пор не вернули.

ОВД-Инфо, 6 августа                                      

 

АВГУСТ, 6

Газета «Большой Ростов»

Ещё год назад в редакцию газеты «Большой Ростов» (Ростов-на-Дону) обратился ростовчанин Виктор Карпенко, пенсионер 1949 года рождения. Жаловался он на то, что Пенсионный фонд не засчитывает ему в стаж около 5 лет его работы в различных организациях. Отсюда и размер пенсии – 10 тыс. рублей. Четыре года Карпенко проработал на Клайпедской базе речфлота, но, как написано в ответах УПФР по Кировскому району, «печать при увольнении не читается». По этому вопросу Карпенко неоднократно ходил и писал в ПФР пока, наконец, не обратился в редакцию. В ответе районного отделения на последнее обращение заявителю сообщалось, что в Литовскую Республику, наконец-таки, направлен соответствующий запрос. Но пришел ли ответ? Чтобы узнать, как продвигается решение волнующей пенсионера проблемы, газета направила редакционный запрос в областное отделение ПФР. Ответ пришёл за подписью заместителя управляющего ОПФР по Ростовской области А. Васильевой: «В силу статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом». На тот же закон о персональных данных сослалась и пресс-служба ростовской мэрии, не ответившая газете «Большой Ростов» на вопрос, кто возводит дворец в новом парке «Левобережный». Этот парк построили на берегу Дона на территории городского пляжа к Чемпионату мира по футболу, так что земельный участок тут можно было получить только на торгах (это если по закону, а не в обход него). Из-за завесы таинственности по городу пошли самые невероятные слухи: по одной версии, дворец у детского игрового городка строит не кто иной как губернатор Ростовской области Голубев собственной персоной. По другой версии – высокопоставленные сотрудники ФСБ. Всё это, конечно, полная чушь, её бы разоблачить, да мешает закон о персональных данных! Какой, однако, удобный для чиновников закон: послушать их, так он подходит на все случаи жизни, когда нужно сокрыть информацию от посторонних глаз (то бишь, от средств массовой информации). Пришлось редакции отправить ещё один запрос уже в столицу, в Пенсионный Фонд России. Надо же знать, во всех ли регионах так засекречивают вопросы пенсионеров (а главное ответы на них) или это местная, ростовская инициатива?

Информация Анны Лебедевой (Ростов-на-Дону)        

 

АВГУСТ, 6

Телеканал «ТНТ-Онего»

Судебная история началась в конце 2016 года, когда две студентки Петрозаводского университета Е. Шахнович и Н. Виноградова и их преподаватель, медиаюрист Е. Пальцева решили защищать в суде право авторов на их интеллектуальный труд. Суть конфликта в том, что телеканал «ТНТ-Онего» без согласования с авторами (студентками) использовал их видеоматериал, подготовленный начинающими журналистами в рамках молодёжного проекта «Морошка», в котором рассказывалось о конкурсе «Мистер ПетрГУ-2016». Мало того, что редакция «ТНТ-Онего» без разрешения позаимствовала чужой контент, так она ещё и использовала его весьма двусмысленным образом. Видеосюжет о студенческом конкурсе красоты был вмонтирован в редакционную передачу «ТНТ-Онего» «Карельский пистон» и сопровождён редакционным текстом, в котором вспоминалась уголовная педофильская история, активно обсуждавшаяся в республиканских СМИ. Автор телепрограммы «Карельский пистон», выражая своё субъективное отношение к конкурсу, в собственном закадровом тексте, наложенном на видеосюжет, подготовленный студентками, выставил последних в таком свете, что будто они язвительно и двусмысленно оценили конкурс. Именно так можно было понять, увидев конечный телевизионный продукт. Получилось, будто студентки насмехаются над героями своей передачи, хотя их репортаж был как раз положительным по тональности в отношении студенческого конкурса. В суде истцы и их представитель Е. Пальцева доказывали, что было нарушено авторское право студентов, являвшихся создателями телевизионного сюжета. Ответчик настаивал на том, что поскольку авторы передачи разместили свой репортаж в общедоступной социальной сети YouTube, то тем самым создали возможность для использования его третьими лицами. Представитель телеканала «ТНТ-Онего» настаивал в суде на праве редакции «цитировать» видео-контент, то есть использовать видеосюжет без подлинного закадрового авторского текста. Авторы доказывали, что было нарушено их право на неприкосновенность их произведения. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, взыскав в пользу студенток компенсацию морального вреда в размере 20 тысяч рублей и обязав «ТНТ-Онего» опубликовать резолютивную часть судебного решения в ближайшем выпуске после вступления решения суда в силу в передаче «Карельский пистон» путем включения в нее сообщения, состоящего из резолютивной части судебного решения. С чем проигравшая сторона не согласилась, и судебный марафон затянулся на долгое время, от инстанции к инстанции, меняя местами победивших и проигравших в процессе. Наконец, Верховный суд России и нашел основания для пересмотра дела и оно вернулось на новое рассмотрение. Судьи Верховного суда РК теперь с большим вниманием отнеслись к решению своих коллег из Верховного суда России и пересмотрели прежнее своё решение, оставив первое решение Петрозаводского суда в силе. Таким образом, было доказано право авторов на их произведение. И это урок для журналистов, порой с лёгкостью заимствующих чужой контент без разрешения авторов.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)      

 

АВГУСТ, 6

Forbes

В редакции русскоязычного Forbes продолжается противостояние между журналистами и владельцами издания. Вернувшийся из отпуска Сергей Титов с грустью обнаружил, что ему так и не заплатили отпускные. «Да, отпуск кончился, а я их еще в глаза не видел. Как и редакция своей июльской зарплаты», - написал Титов в Facebook. Кроме того, как пишут «Открытые медия», ссылаясь на свои источники – HR-служба издания пытается обвинить журналистов в прогулах, чтобы получить основания для их увольнения за нарушение трудовой дисциплины, а также кто-то проверяет рабочие компьютеры журналистов, пока тех нет на месте. В ответ сотрудники Forbes отказались сдавать материалы в сентябрьский номер журнала.

Лениздат, 6 августа                               

 

АВГУСТ, 7

Газета «Белгородские известия»

В Арбитражном суде Белгородской области 7 августа завершилось рассмотрение иска местного индивидуального предпринимателя к ИД «Мир Белогорья» и автору письма в редакцию газеты, входящей в издательский дом. Истец Иван Маматов требовал опровергнуть сведения, опубликованные в издании «Белгородские известия» и взыскать с каждого из ответчиков по 445 тыс. рублей. Причиной судебного разбирательства стала публикация под названием «Хотели как лучше...», вышедшая в газете в марте 2016 года. В тексте использовалось письмо в редакцию Анатолия Закопырина, ставшего соответчиком в судебном процессе. В газетном материале критиковались хозяйственная деятельность на лугах, которые находились в аренде у истца. В публикации утверждалось, что распашка лугов в водоохранной зоне, сжигание на них травы приведет в следующем году к невозможности их использования. Эти сведения и попытался оспорить в суде Иван Маматов. Однако в ходе процесса выяснилось, что сведения о распашке лугов с нарушением водного законодательства подтверждаются. А то, что луга были сожжены истцом или по его поручению, в тексте публикации нигде не утверждается. В итоге суд отказал в исковых требованиях в полном объеме.

Информация Романа Жолудя (Воронеж)                      

 

АВГУСТ, 7

Дмитрий Полянин

Расследование уголовного дела о нападении на главного редактора «Областной газеты» Дмитрия Полянина продлено. Сам руководитель издания к перспективам расследования относится скептически. Кстати, его об изменении сроков пока никто не уведомил. Как рассказали «Областной газете» в пресс-служба СУ СКР по Свердловской области, расследование было продлено до 13 сентября. Сам ход расследования в ведомстве прокомментировать отказались. В свою очередь, главный редактор «Областной газеты» к перспективам дела относится скептически. По словам руководителя издания, в ходе расследования было опрошено более 100 человек, однако никаких конкретных шагов для того, чтобы найти нападавших, предпринято не было. «Насколько мне известно, не были изъяты записи камер видеонаблюдения с места происшествия, не были запрошены биллинговые данные, на основании чего можно было бы выяснить, как и куда скрылись нападавшие. Это позор системы и отсутствие безопасности для граждан», - рассказал Дмитрий Полянин. Напомним, нападение на главного редактора издания было совершено 12 апреля 2018 года прямо у подъезда его дома. Впоследствии расследование возбуждённого уголовного дела было передано от полиции в Следственный комитет России. За ходом расследования установила контроль Генеральная прокуратура РФ.

Областная газета, 7 августа                                    

 

АВГУСТ, 8

Журнал «УЖ»

В Новосибирске главный редактор студенческого журнала Новосибирского государственного университета «УЖ» Петр Маняхин удалил последний номер издания из паблика соцсети ВКонтакте после вызова в Роскомнадзор. В пресс-службе регионального управления Роскомнадзора ТАСС сообщили, что ведомство не давало рекомендаций по удалению журнала, разговор касался нарушений в выходных данных издания и об отправке обязательного экземпляра. Маняхин рассказал «Сибирь.Реалиям», что рекомендации были и что им «пригрозили правовыми последствиями, а у студенческого журнала нет возможности судиться». Удаленный из паблика соцсети ВКонтакте номер был посвящен теме толерантности. У экспертов была претензия к одному из материалов «Я – это я», в котором были монологи ЛГБТ-жителей новосибирского Академгородка. Сам Маняхин гей-пропаганды в тексте не видит. В России действует закон, запрещающий «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».

Радио Свобода, 8 августа                                       

 

АВГУСТ, 7

Телеканал «ТВ-Рассказово»

Телеканал из Тамбовской области «ТВ-Рассказово», который работает с 2001 года, прекратит вещание 1 сентября. На канале утверждают, что это связано с отключением «аналога» и переходом на цифровое вещание. Об этом телеканал «ТВ-Рассказово» сообщил в одном из своих выпусков новостей. По данным OnlineTambov, «ТВ-Рассказово» - частный канал, который не получает господдержки и другого внешнего финансирования. Владелец телеканала рассказал изданию, что содержать телекомпанию стало нерентабельно. «У нас аналоговый канал. На цифровой канал нас никто не переводит. И никто не ставит в известность, дадут, не дадут возможность вещать в «цифре». Новости «ТВ-Рассказово» после прекращения вещания будут выходить на интернет-портале tvolk.ru. Напомним, что в начале следующего года государство перестанет субсидировать распространение аналогового телесигнала в городах с населением менее 100 тыс. человек.

Телеспутник, 7 августа                                

 

АВГУСТ, 7, 8

Оюма Донгак

В Туве журналиста Оюму Донгак задержали и доставили на допрос в полицию по подозрению в пропаганде или демонстрировании нацистской символики (статья 20.3 КоАП). Она сообщила в фейсбуке, что поводом стали два поста ВКонтакте на историческую тему с фотографиями со свастиками. Речь идет о постах 2014 года, на фотографиях запечатлены Адольф Гитлер и толпа с флажками со свастикой, рассказала Донгак. По ее словам, от нее требуют признать вину и грозят задержанием до суда. Позднее она написала, что признать вину отказалась. По словам Донгак, ее привезли в отделение, заявив, что, по информации полиции, у нее поддельный диплом о высшем образовании. Ей показали заявление лидера регионального отделения КПРФ Романа Тамоева. В документе он выразил обеспокоенность в связи с действиями Донгак, которые, по его мнению, ведут «некоторых не мыслящих людей к ухудшению уровня жизни в республике». Позже Донгак сообщила, что ее отпустили из полиции. 8 августа суд оштрафовал журналиста на 1 000 рублей.

Дождь, 7 августа                          

 

АВГУСТ, 8

Forbes

Сотрудники российского Forbes снова обратились в Пресненскую межрайонную прокуратуру Москвы. Она написали заявление, в котором пожаловались на то, что компания-издатель журнала «Ас рус медиа», входящая в группу ACMG, не выплатила им зарплату за июль. Один из обратившихся за помощью к правоохранителям Сергей Титов, который недавно у себя в Facebook написал, что ему не выдали отпускные, хотя отпуск уже закончился. Именно он – один из авторов статьи «Дела семейные» о братьях Магомедовых, с которой начался последний скандал в издании. Публикация пропала из печати. После этого тогдашний и.о. главреда Николай Мазурин с Титовым и его соавтором Еленой Березанской уже обращались в прокуратуру. И в первый раз, и сейчас в редакции считают, что все происходящее (снятие статьи в обход редактора, невыплата зарплат) – это попытка давления издателя на журналистов. 

Лениздат, 8 августа                                    

 

АВГУСТ, 8

Сергей Вилков

Саратовский областной суд оставил в силе компенсацию журналисту Сергею Вилкову, которого обвиняли в клевете на депутата губернской Думы Сергея Курихина. Об этом Вилков написал на своей странице в фейсбуке. Таким образом, областной суд утвердил решение Октябрьского районного суда Саратова о том, что Вилков должен получить компенсацию в размере 150 тысяч рублей за незаконное уголовное преследование по делу о клевете. «Во столько оценена моя реабилитация после 2,5 лет следствия и суда с действующей мерой пресечения, трех обысков с изъятием техники и двух задержаний. Ну, с паршивой овцы, как говорится. Тем самым были отклонены обе апелляции оспаривающие сумму выплаты - моя и местного управления федерального казначейства», - пишет журналист. Вилкова оправдали 31 августа 2017 года. В феврале оправдательный приговор оставили в силе. В жалобе на действия правоохранителей защита Вилкова просила компенсацию в размере два миллиона рублей. В деле были двое потерпевших - помимо депутата Курихина, Вилков, по версии следствия, оклеветал полковника ФСКН Михаила Завьялова. Вилков занимался журналистским расследованием деятельности депутата. Дело завели в связи с тем, что журналист опубликовал на странице в соцсети копию оперативной справки об участнике организованной преступной группировки «Парковские», чьи личные данные полностью совпадали с данными Сергея Курихина. Кроме того, Вилков выложил в сеть информацию о том, что полковник Завьялов якобы помогал Курихину улаживать вопрос с налогами за 100 тысяч рублей. В ноябре 2016 года суд вернул дело в прокуратуру, однако в марте 2017 года оно снова было передано в суд. Судья посчитала, что неопровержимых сведений, подтверждающих вину журналиста, нет. Вилков ранее заявлял, что депутат Курихин мог быть причастен к нападению на него 13 января 2015 года, а также предположил, что депутат может быть связан с местными националистами.

ОВД-Инфо, 8 августа                                   

 

АВГУСТ, 9

Денис Суворов

В Нижнем Новгороде задержали предполагаемого убийцу журналиста ГТРК Дениса Суворова. Об этом сообщается на сайте регионального управления СКР. Задержанный оказался знакомым погибшего. По версии следствия, 22 июля он беспричинно нанес Суворову удар кирпичом по голове. После этого преступник скрылся. От полученных травм Денис умер на месте. Возбуждено уголовное дело. Следователи выясняют все обстоятельства произошедшего. Они полагают, что смерть журналиста не связана с его профессиональной деятельностью.

Главный региональный, 9 августа                   

 

АВГУСТ, 10

Александр Соловьев

Ночью в Нижнем Тагиле (Свердловская область) на парковке неизвестные сожгли машину, принадлежащую Александру Соловьеву, бывшему пресс-секретарю главы города Николая Диденко, экс-директору муниципальной телекомпании «Тагил-ТВ», а ныне владельцу компании «Агентство рекламных технологий». По словам свидетелей ЧП, внедорожник Toyota Land Cruiser облили горючей смесью и подожгли. С джипа огонь перекинулся на соседние машины и сильно их повредил. Между тем, самого Соловьева в городе нет, он уехал на отдых. Руководитель пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых подтвердил факт происшествия: «На место возгорания выезжала следственно-оперативная группа территориального ОВД. Сыщики опросили жильцов близлежащих домов на предмет установления возможных свидетелей и очевидцев, назначили необходимые экспертизы». По мнению местных журналистов, врагов у Александра Соловьева хватает. Он много лет считался идеологом мэрии второго по величине города области. В 2015 году медиаменеджер после семилетнего перерыва вернулся в администрацию, а через месяц возглавил телекомпанию «Тагил-ТВ». С этой должности он был со скандалом уволен в конце 2017 года. Кому-то, видимо, Соловьев действительно крепко насолил, но кому и когда? По итогам начавшейся проверки полиция Нижнего Тагила примет соответствующее процессуальное решение.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)             

 

АВГУСТ, 10

Дмитрий Полянин

Появились новые подробности расследования уголовного дела о нападении на главного редактора «Областной газеты» Дмитрия Полянина. Напомним, что ЧП случилось вечером 12 апреля с.г. «Нападение произошло прямо у подъезда моего дома. Били сзади арматурой. В результате – ушибы и сотрясение головного мозга, сломано ребро», – рассказывал тогда Полянин. Сам он связывал нападение со своей профессиональной деятельностью, в частности – с публикациями о «коммунальных войнах» в Екатеринбурге. Изначально полиция возбудила уголовное дело по части 2 статьи 112 УК РФ («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»), но в середине мая оно было передано в Следственный комитет РФ и переквалифицировано на статью 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»). И вот 10 августа следователи переквалифицировали его уже на статью 213 УК РФ («Хулиганство»)...  По словам пресс-секретаря Следственного комитета по Свердловской области Александра Шульги, такое решение принято из-за того, что на «данном этапе следствия нет оснований полагать, что преступление совершено в связи с журналистской деятельностью». Кроме того, результаты дополнительной судебно-медицинской экспертизы оказались неожиданными. «Пострадавшему причинены побои, которые по степени тяжести не расцениваются как причинившие вред здоровью», – заявили в СКР. Действительно – удивили. Расследование продлено до 12 сентября. Сейчас следователи анализируют видеозаписи камер наружного видеонаблюдения в районе места преступления. Запрошена детализация телефонных звонков лиц, которые находились в районе места преступления в момент его совершения. Сам Дмитрий Полянин несколько раз выступал с резкой критикой правоохранительных органов, расследующих резонансное уголовное дело о нападении на него. В ходе расследования было опрошено более 100 человек, однако никаких конкретных шагов, для того, чтобы найти нападавших, как считает журналист, предпринято не было.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)           

 

АВГУСТ, 10

СМИ Владимира

В Ленинском районном суде Владимира началось рассмотрение уголовных дел, возбужденных в отношении бывшего главы ГУП «Комбинат «Тепличный» Виктора Шляхова, передает корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на документы суда. Дело рассматривает судья Андрей Смирнов. Предварительное слушание прошло без журналистов, сообщил портал «ПроВладимир». При этом судья пустил в зал заседания родственников обвиняемого - его сына и супругу, бывшего пресс-секретаря губернатора. Виктор Шляхов обвиняется во взяточничестве, хищении вверенного имущества, коммерческом подкупе и злоупотреблении должностными полномочиями.

ИА REGNUM, 10 августа https://regnum.ru/news/2463024.html   

 

АВГУСТ, 11

ИА «Высота 102»

Волгоградская облдума проигнорировала запрос ИА «Высота 102» о пенсиях депутатов. Какие пенсии получают нынешние и бывшие депутаты Волгоградской облдумы – остается неизвестным. По истечении месяца Волгоградская областная дума так и не ответила на редакционный запрос ИА «Высота 102». 8 июля журналисты направили официальное письмо на имя начальника отдела информационно-аналитического обеспечения и взаимодействия со СМИ аппарата регпарламента Елены Мартыновой, в котором задали ряд вопросов. В частности, информагентство просило сообщить, на какую доплату к пенсии могут рассчитывать депутаты областной думы в зависимости от срока исполнения полномочий, а также какова сумма денежного вознаграждения нардепа, от которой исчисляется доплата к пенсии. Похоже, что Волгоградская областная дума не спешит взять пример у высшего законодательного органа страны. Напомним, в июле Госдума опубликовала сведения о пенсионном обеспечении депутатов и подробно разъяснила, какие бонусы к пенсии положены народным избранникам и как рассчитываются суммы.

ИА «Высота 102», 11 августа                  

 

АВГУСТ, 12

Журнал moloko+

Журналисты альманаха moloko+ пожаловались на попытки взлома электронной почты и аккаунтов в фейсбуке. Семеро журналистов, принимавших участие в работе над номерами альманаха moloko+, заметили попытки взлома их аккаунтов в фейсбуке и электронной почты после инцидента с нападением и визитом полиции на презентацию в Краснодаре. Об этом «Медиазоне» сообщил основатель проекта Павел Никулин. Двое участников проекта получили уведомления о сбросе пароля для входа в фейсбук, еще трое - о попытках войти в электронную почту (использовались IP-адреса из США и из Бразилии). Эти события произошли в разное время в течение месяца после презентации альманаха в Краснодаре. Первой попытку взлома заметила Софико Арифджанова, позже об этом рассказали Михаил Шубин, Алена Липатова и Артем Асташенков; один участник попросил не раскрывать его имя. После публикации новости двое сотрудничавших с moloko plus авторов рассказали об аналогичных сообщениях от интернет-сервисов: в случае Александрины Елагиной речь идет об электронной почте и фейсбук-аккаунте, в случае еще одного журналиста - только об электронной почте. Еще один автор альманаха, текст которого был опубликован под псевдонимом, сообщил, что ему звонили с мобильного номера, зарегистрированного в Краснодарском крае, с предложением перезвонить по другому номеру из этого же региона по поводу некоего собеседования по работе. Никулин предполагает, что попытки взлома могут быть связаны с инцидентами вокруг презентации альманаха 15 июля в краснодарском культурном центре «Типография». «Это началось после нападения в Краснодаре и возбуждения уголовного дела по статье 115 УК РФ. Первая попытка взлома была на следующий день после возбуждения уголовного дела», - подчеркнул журналист. 14 июля, за день до презентации moloko plus в Краснодаре, сотрудники уголовного розыска задержали на улице участницу проекта Софико Арифджанову и потребовали привести в полицию основателя альманаха Павла Никулина. В итоге Никулин самостоятельно прибыл в полицию с адвокатом для дачи объяснений, всех отпустили, забрав экземпляры альманаха для проверки на экстремизм. 15 июля журналистов подкараулили двое мужчин в медицинских масках, которые распылили Никулину и Арифджановой в лицо баллончик с неизвестным газом с криком «Хэллоу, Украина!». Саму презентацию посетили полицейские, которые изъяли номера moloko plus для проверки. Через некоторое время краснодарская полиция возбудила дело по части 2 статьи 115 УК («Умышленное причинение легкого вреда здоровью») о нападении на Никулина и Арифджанову перед презентацией альманаха.

Медиазона, 12 августа                                    

 

АВГУСТ, 13

Александр Толмачев

Ростовскому журналисту Александру Толмачеву, приговоренному к 9 годам лишения свободы по обвинению в вымогательстве, отказали в условно-досрочном освобождении. Об этом он сам сообщил на сайте своего информационно-правового центра. По мнению Толмачева, судья вынес решение по подложным документам - в дело добавили материалы о 68 взысканиях однофамильца журналиста. Сам Толмачев об этих взысканиях никогда не слышал. Сотрудники колонии не смогли объяснить ему, откуда в деле появились эти бумаги. В 2014 году журналиста и главного редактора газеты «Уполномочен заявить» Александра Толмачева приговорили к 9 годам колонии строгого режима по обвинению в вымогательстве (ст. 163 УК РФ). По версии следствия, он требовал с разных людей денег или другого вознаграждения в обмен на то, что не будет публиковать о них разоблачительные материалы. Сам Толмачев и его сторонники утверждали, что дело сфальсифицировано и никаких реальных доказательств вымогательства со стороны журналиста нет. Защита Толмачева полагала, что инициатором преследования был недавно скончавшийся председатель Ростовского областного суда Виктор Ткачев, которого журналист неоднократно критиковал в своих материалах.

ОВД-Инфо, 13 августа                                                  

 

АВГУСТ, 14

Александр Ягодкин

Газета «Московский комсомолец» в Воронеже»

В Арбитражном суде Воронежской области закончилось рассмотрение иска местной управляющей компании «Стройтехника» к издателю газеты «Московский комсомолец» в Воронеже» и журналисту Александру Ягодкину. Истец просил признать не соответствующими действительности и порочащими репутацию компании сведения, опубликованные в издании в июне 2017 года. В материале Александра Ягодкина «Еще один кирпич в стене. Расчистка коммунальных завалов в Воронеже – благо или передел рынка?» критиковалась деятельность «Стройтехники». Журналист, в частности, проводил расследование ситуации, сложившейся вокруг обслуживания одного из многоквартирных домов. По его мнению, в деятельности компании можно было обнаружить признаки нарушения законодательства. Истец требовал опубликовать в газете и на сайте издания одновременно ответ на материал журналиста, опровержение и решение суда, а также взыскать с ответчиков сумму уплаченной госпошлины. Ответчик, интересы которого в суде представляла юрист Центра защиты прав СМИ Ольга Воронова, указывал на то, что в ряде оспариваемых цитат нет указаний на то, что они относятся к истцу. Кроме того, некоторые высказывания в тексте являются оценками или предположениями, то есть не подлежат опровержению. Суд принял решение частично удовлетворить требования истца: некоторые высказывания в публикации были признаны недостоверными и порочащими деловую репутацию компании. Ответчик также должен опубликовать решение суда в газете. Кроме того, суд взыскал с издателя и журналиста по 9300 рублей в пользу истца за оплату экспертизы и госпошлины.

Информация Романа Жолудя (Воронеж)                       

 

АВГУСТ, 14

Даниил Туровский

В мае 2018 года бывший директор престижной московской школы «Лига школ» Сергей Бебчук подал в суд на журналиста «Медузы» Даниила Туровского. В январе 2017-го «Медуза» опубликовала расследование Туровского о том, как Бебчук и его заместитель Николай Изюмов на протяжении двух десятков лет домогались учениц. В иске Бебчук заявил о «глубоких нравственных страданиях», которые ему причинила публикация и потребовал с Туровского три миллиона рублей в качестве компенсации морального вреда и 1,7 миллиона рублей как компенсацию упущенной выгоды. 14 августа состоялось первое заседание по иску бывшего директора, сам Бебчук на него не пришел.

Медуза, 15 августа                                         

 

АВГУСТ, 14

Forbes

Журналисты российского Forbes со среды, 15 августа, перестанут выходить на работу, если не получат зарплату. Об этом намерении они письменно уведомили издателя - владельца ACMG Александра Федотова, сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники. В письме журналисты сослались на статью 142 Трудового кодекса, гласящую, что в случае задержки зарплаты более чем на 15 дней работник имеет право, письменно известив работодателя, не выходить на работу до выплаты зарплаты. Точное число людей, присоединившихся к уведомлению, не сообщается. Известно, что ACMG не выплатила редакции основную часть зарплаты за июль, завтра журналисты уже должны получить аванс за август. Исполняющий обязанности главного редактора Forbes Андрей Золотов сообщил, что сегодня редакция работает и сдает номер, другой информации у него нет. Шеф-редактор журнала Николай Мазурин подтвердил, что тоже направил уведомление о приостановке работы. Тем не менее, завтра он будет в редакции, поскольку необходимо сдать сентябрьский номер журнала. О том, что журналистам задерживают зарплату, стало известно еще в конце июля: сотрудники анонимно и в соцсетях от собственного имени рассказывали о задержках. В начале августа журналисты редакции Forbes обратились в прокуратуру с жалобой на компанию-издателя «Ас рус медиа». Невыплата заработной платы журналистам Forbes может быть связана с финансовыми трудностями издательского дома. В отношении компании «Ас рус медиа» в конце июля возбуждены три исполнительных производства на сумму более 93,3 млн руб. (10,7 млн, 48,8 млн и 33,7 млн), по данным «СПАРК Интерфакса», — это налоги и сборы, а также пени по ним. Кроме того, по требованию Федеральной налоговой службы (ФНС) в период с 28 июня по 31 июля были приостановлены расходные операции на 28 банковских счетах «Ас рус медиа».

Sostav.Ru, 14 августа                                                     

 

АВГУСТ, 15

Андрей Новоселов

Почти месяц Пермский краевой суд не обнародовал на интернет-портале ГАС РФ «Правосудие» частное постановление, принятое 23 июля при пересмотре дела об административном правонарушении журналиста Андрея Новоселова. Зачитав свое решение об отмене ранее назначенного штрафа в 1 тыс. рублей за мнимый экстремизм, судья Елена Тотьмянина не стала тогда оглашать вынесенный «частник» в адрес оскандалившихся правоохранителей – и содержание этого судебного акта осталось скрытым от публики. Житель Чайковского А. Новоселов тысячам читателей известен как журналист – автор зарегистрированного в качестве СМИ местного интернет-портала Chaiknet.ru. Будучи сторонником КПРФ, 39-летний публицист вступил в полемику с одним из последователей столичного политика Алексея Навального - индивидуальным предпринимателем, бывшим помощником председателя Земского собрания Чайковского района Ильей Уразовым. 7 мая А. Новоселов под заголовком «Штирлиц и тсарь» выложил на своей странице «ВКонтакте» видеозапись из популярного телесериала «Семнадцать мгновений весны». Это знаменитая сцена, где советский разведчик Штирлиц бьет бутылкой по голове эсэсовца Вильгельма Холтоффа. В результате видеомонтажа последний стал похож на И. Уразова, который пожаловался в прокуратуру Пермского края. Проверка была поручена сотрудникам центра «Э» регионального главка МВД России. Они, в свою очередь, передали собранные материалы сослуживцам из Чайковского – для оформления протокола. Судья Чайковского городского суда Евгений Мыц 6 июня счел доказанным правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ («Пропаганда либо публичная демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций»). Журналисту грозил арест до 15 суток, но судья ограничился минимальным наказанием в виде штрафа в 1 тыс. рублей. «Humanum errare est… Человеку свойственно ошибаться! В оправдание правоохранителей из Чайковского могу сказать: в этом году у них было одно такое дело и в прошлом году – одно, до этого года два не было вообще», - заявил А. Новоселов 23 июля при пересмотре дела в Пермском краевом суде. Судья Е. Тотьмянина провела в совещательной комнате около двух часов. Решение об отмене постановления Чайковского городского суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении – за недоказанностью - было оглашено в течение 11 минут. «Как усматривается из протокола об административном правонарушении, Новоселову А.В. демонстрация в сети интернет нацистской символики или атрибутики не вменялась. В данном случае Новоселову А.В. вменялась демонстрация кадров из художественного фильма с элементами видеомонтажа с изображением человека, носящего военную форму Германии времен Второй мировой войны, что не охватывается составом административного правонарушения. Сама по себе военная форма Германии времен Второй мировой войны не может быть отнесена к запрещенной символике», - говорится в решении, которое размещено на портале ГАС РФ «Правосудие». Далее следует текст, похожий на инструкцию для полицейских, прокуроров и судей – как надо преследовать и карать шутников да вольнодумцев: «Протокол об административном правонарушении подлежал возвращению должностному лицу, его составившему, для устранения недостатков, что не было сделано судьей городского суда. В настоящее время такая возможность утрачена, так как по смыслу статей 29.1, 29.4 КоАП РФ возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов в орган, составивший протокол, допускается только на стадии подготовки дела к рассмотрению».

Информация Михаила Лобанова (Пермь)          

 

АВГУСТ, 15

Нариман Мемедеминов

Киевский районный суд Симферополя продлил на два месяца арест блогера и активиста движения «Крымская солидарность» Наримана Мемедеминова. Об этом пишет «Крым. Реалии» со ссылкой на адвоката Эдема Семедляева, который представляет интересы арестованного. Мемедеминова обвиняют в публичных призывах к терроризму с помощью интернета (ч. 2 ст. 205.2 УК). Как уточняет «Крым. Реалии», поводом для преследования стали ролики, которые он опубликовал на своем YouTube-канале. На этих видео, пишет издание, Мемединов рассказывал об исламе и деятельности организации «Хизб ут-Тахрир», которая признана в России террористической. Адвокат Семедляев обращает внимание на то, что активист разместил ролики в 2013 и в 2014 годах: в это время Крым находился под юрисдикцией Украины, где деятельность «Хизб ут-Тахрир» считается легальной. Заседание о продлении ареста прошло в закрытом режиме, пустили только жену Мемедеминова. Семедляев утверждает, что следователь не смог аргументировать ходатайство о продлении срока содержания под стражей, а только указал, что намерен допросить трех свидетелей и получить результаты стационарной психиатрической экспертизы. Адвокат заявил, что для допроса трех свидетелей нужен один день, а у следователя на это было четыре месяца. Семедляев считает, что результаты экспертизы следователь уже получил, поскольку она закончилась 26 июля. 28 июня Мемедеминова без решения суда поместили в психиатрическую больницу. Его защитник рассказывал «Крым. Реалии» о том, что там каждый с ним общались психиатры. «Они удивляются, почему его отправили на данную экспертизу, так как он адекватный человек», - подчеркивал Семедляев. Мемедеминова задержали 22 марта. Перед этим в его доме прошел обыск, во время которого силовики выломали дверь, вели себя грубо, использовали нецензурную лексику, сразу положили активиста на пол и надели на него наручники. У Мемедеминова и его жены изъяли телефоны, планшет и несколько книг. После этого объединение «Крымская солидарность» опубликовало обращение по поводу случившегося: «Профсоюз работников независимых СМИ Крыма считает арест Наримана Мемедеминова очередной акцией устрашения, направленной на всех гражданских журналистов, работающих в Крыму, а также очередной демонстрацией целенаправленной борьбы правоохранителей со свободой слова на территории полуострова». «Хизб ут-Тахрир» признана на территории России террористической организацией. В разных регионах страны заведены дела о терроризме, при этом члены ячеек организации обвиняются и приговариваются к различным срокам в колонии строгого режима лишь на основании того, что встречались на квартирах, читали религиозную литературу и вербовали новых участников.

ОВД-Инфо, 14 августа   

 

АВГУСТ, 16

Лена Мария Перссон-Лефгрен

Эйстейн Виндстад

Александра Елагина

Егор Сковорода

Антон Прусаков

Михаил Солунин

Срок следствия по делу о нападении на журналистов и правозащитников в Ингушетии на границе с Чечней продлен и к 25 октября составит 30 месяцев, сообщил Егор Сковорода. Александрина Елагина выразила сомнение, что удастся найти «реальных заказчиков» нападения. 9 марта 2016 года в Ингушетии недалеко от административной границы с Чечней группа неизвестных избила восемь правозащитников и журналистов, а также водителя микроавтобуса сводной мобильной группы «Комитета по предотвращению пыток», которые направлялись в Грозный. В результате были госпитализированы четыре человека. По словам одного из потерпевших, нападавшие приехали на машинах с чеченскими номерами и по-русски говорили с акцентом. 15 февраля 2017 года адвокат потерпевших сообщил, что следователи не смогли установить причастных к нападению и приостановили следствие, но в марте 2017 года это решение было отменено. Однако срок следствия несколько раз продлевался. Срок предварительного следствия по делу о нападении на журналистов и правозащитников на границе Чечни весной 2016 года продлен до 25 октября,  рассказал корреспонденту «Кавказского узла» пострадавший в результате нападения журналист «Медиазоны» Егор Сковорода. Информацию о продлении следственных действий корреспонденту «Кавказского узла» подтвердил и представитель Комитета против пыток, адвокат Андрей Сабинин. Пострадавшие заявили о затягивании следствия.

Кавказский Узел, 16 августа                               

 

АВГУСТ, 16

Интернет-издание Fonar.tv

В Свердловском районном суде Белгорода началось рассмотрение иска президента областной федерации спортивного плавания Геннадия Луценко к ООО «МасМедиа» – учредителю интернет-издания Fonar.tv. В марте этого года на сайте издания появилась публикация «Массовое плавание просто задушили. Как в Белгородской области монополизировали детское плавание». В ней критически описывается деятельность федерации в области детского спорта, в том числе делается акцент на несправедливом, по мнению редакции, распределения денежных средств. Президент организации в своем иске попросил суд признать недостоверными и порочащими его репутацию и репутацию федерации 16 фраз из публикации. Среди исковых требований – удаление текста с сайта, публикация опровержения, компенсация морального вреда в размере 150 тыс. рублей. Истец хочет получить от ответчика еще и извинения ему лично и организации, которую он возглавляет (напомним, что в российском законодательстве отсутствует такая форма восстановления права, как извинение, и суд не может никого обязать извиняться).

Информация Романа Жолудя (Воронеж)                         

 

АВГУСТ, 16

7x7

Роскомнадзор вынес предупреждение изданию «7×7» за пропаганду наркотиков в мартовском интервью. Проверку ведомство устроило в январе Издание «7×7» получило от Роскомнадзора предупреждение за пропаганду наркотиков, которую ведомство обнаружило в интервью члена Либертарианской партии Михаила Светова. Согласно тексту предупреждения, Роскомнадзор «установил факт» публикации с пропагандой наркотиков в ходе проверки 18 января. При этом интервью было опубликовано лишь 5 марта. Интервью с Михаилом Световым, ставшее поводом для предупреждения, было опубликовано на сайте «7×7» в одном из блогов и не было редакционным материалом. В июне 2018 года суд оштрафовал издание на 800 тысяч рублей из-за этого интервью; главред Софья Крапоткина получила штраф в 40 тысяч рублей.

7x7, 16 августа                                                 

 

АВГУСТ, 16

СМИ Екатеринбурга

В Екатеринбурге кипят страсти вокруг очередного строительства в центре города - собора святой Екатерины. Обсуждение облика будущего собора 16 августа на заседании градостроительного совета при губернаторе Свердловской области отменили и перенесли на неопределенный срок. Ранее выяснилось, что рассматривать вопрос о храме решили в закрытом формате - без участия журналистов. «По просьбе участников архитектурно-градостроительного совета заседание пройдет без участия СМИ. При этом все архитектурные и визуальные решения, касающиеся проекта, находятся в свободном доступе. А о ходе обсуждения и выводах будет сообщено по итогам заседания», - сообщили в департаменте информационной политики. Любопытно, что председатель градсовета Екатеринбурга Михаил Вяткин заявил информагенству «URA.RU», что ничего не знает о просьбе участников заседания. Депутат гордумы Екатеринбурга Константин Киселев считает неправильным закрывать обсуждение проекта храма от журналистов. «Заседания, на которых принимаются такие принципиальные решения, должны быть абсолютно открытыми для общественности - через журналистов. Людям ведь обещали, что сделают все открытым, доступным для обсуждения различных вариантов строительства и люди сами смогут каким-то образом влиять на процесс принятия решений», - отметил Киселев. Депутат считает закономерным то, что возмущение многих жителей распространяется не только и не столько на сам проект, сколько на изоляцию людей от возможности высказать свое мнение.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)         

 

АВГУСТ, 18

Радиостанция «Эхо Москвы»

Основной канал радиостанции «Эхо Москвы» в YouTube восстановил свою работу. Как передает «Интерфакс», об этом сообщил журналист и ведущий радиостанции Александр Плющев. «Канал «Эха Москвы» снова в строю», - написал он в своем Telegram-канале, дав ссылку на соответствующий ресурс в YouTube. Ранее главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов сообщил о взломе в 13:52 по Москве неизвестными пароля и уничтожении основного YouTube-канала «Эхо Москвы». Трансляции передач радиостанции были временно перенесены на YouTube-канал под названием «Эхо Общество».

ПЛН, 18 августа                                              

 

АВГУСТ, 20

СМИ Свердловской области

Ситуация с распространением местной прессы в регионах весьма остра. «Важные новости, аналитические, социально значимые материалы не могут дойти до людей: киоски «Роспечати» не занимаются своей прямой обязанностью и не берут на реализацию местную прессу, торгуя чем угодно, только не газетами» - писала еще недавно «Областная газета», выходящая в столице Урала. Стремясь дойти до читателей, газеты заключают договоры с любыми торговыми точками, и, к примеру, уральские торговые сети - такие как «Кировский» и «Монетка» – от продажи местных изданий не отказываются. А вот, к примеру, федеральная сеть «Пятерочка» газеты, которые издают в муниципалитетах, не берет на продажу принципиально. До недавних пор «Магнит», наоборот, с местной прессой сотрудничал, правда, только с выпусками так называемых «толстушек», которые шли с телепрограммами. Поэтому как бомба для редакций в начале августа прозвучало известие, что «Магнит» принял решение совершенно убрать со своих полок прессу, причем сообщить об этом самим СМИ в муниципалитетах коммерсанты не потрудились. Хотя по договору были обязаны уведомить за две недели… «Магнит» выставил прессу всей Свердловской области за дверь. Без предупреждения и извинений. «Уходите и стойки свои забирайте», – говорят. С 6 августа прекратили продажи полностью. Группа товаров «Пресса» меняется на «Детские товары». Вот так сначала крупные сетевые магазины выдавили с рынков мелких частников, где до этого продавались наши издания, а сейчас и СМИ им неугодны», – написала главный редактор полевской газеты «Диалог» Елена Рыбчак на своей странице в социальной сети. «Решение, принятое менеджерами «Магнита» о закрытии отделов «Пресса», считаю недальновидным, – прокомментировал ситуацию глава МО Сухой Лог Роман Валов. – В малых городах бумажная газета ближе человеку, она отражает нашу социальную жизнь. Видимо, настал момент, когда печатную прессу надо точно так же защитить законодательно. Право на информацию у граждан должно быть реализовано». После того, как «Облгазета» на сайте рассказала об объявлении войны местной прессе, в дело вмешался председатель Свердловского творческого союза журналистов Александр Левин. В Доме журналистов состоялось совещание, в котором приняли участие руководители свердловских СМИ, министр агропромышленного комплекса Дмитрий Дегтярев, директор департамента информационной политики администрации губернатора Александр Иванов и директор Екатеринбургского филиала сети «Магнит» Сергей Шилов. В ходе напряженной дискуссии руководство торговой сети сделало шаг назад и сообщило, что продолжит продавать газеты. Главный редактор «Зареченской ярмарки» Татьяна Ладейщикова рассказала, что расторжение договора о реализации газеты в «Магните» отменяется. Поступили новости и от Елены Рыбчак из Полевского: «Совместными усилиями мы победили «Магнит». Сейчас менеджеры этой торговой сети обзванивают редакции муниципальных СМИ и отзывают свои письма. Пока на электронную почту ничего не пришло, но звонок был. Ждем подтверждение». Любопытно, что в продолжение этого позитивного процесса и «Областная газета» после многолетней блокады с14 августа начала реализацию в 257 киосках «Роспечати» в разных городах региона. Ранее газету можно было приобрести лишь в 13 из 592 киосках. Что ж, процесс действительно пошел!

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)                 

 

АВГУСТ, 20

Газета «Советское Беломорье»

Администрация Кемского муниципального района (Республика Карелия) приняла решение оптимизировать экономическую деятельность редакции районной газеты «Советское Беломорье». Объяснение этому простое: в районном бюджете нет денег на содержание муниципального унитарного предприятия «Редакция газеты «Советское Беломорье», потому и было решено печатное издание, учреждённое органами местной власти, ликвидировать. Для того, чтобы не нарушать закон - а официальные акты районной власти необходимо публиковать - администрация Кемского района решила зарегистрировать в качестве СМИ сетевое издание, содержание которого не требовало бы тех средств, которые уходили на издание районной газеты. Понятно, что учредители вольны любые принимать решения относительно своего издания, реорганизовывать его и даже ликвидировать, но при этом сотрудники редакции не должны от этого страдать, что произошло в случае с МУП «Редакция газеты «Советское Беломорье» - четверых работников рассчитали, не выплатив заработную плату. Сотрудники газеты обратились в суд, требуя выплатить им положенные деньги в связи с увольнением. В суде сочли их требования обоснованными, и суд обязал Кемскую районную администрацию выплатить сокращённым работникам долги по заработной плате. На четверых в сумме долг составил 200 тысяч рублей. Этот размер объясняется тем, что Кемский район входит в зону, где работникам выплачиваются «северные» надбавки к заработной плате за работу в тяжёлых природно-климатических условиях. В этом году 22 августа газете исполнилось бы 88 лет, однако она не дожила до этого момента.                                                   

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)

 

АВГУСТ, 20

Павел Большаков

Журналист газеты «Возрождение Урала» (Челябинск) Павел Большаков признан мировым судом Центрального района Челябинска виновным в клевете и оштрафован на 5 тысяч рублей. Повод для иска: в 2016 году в газете «Возрождение Урала» Павел Большаков опубликовал материал о пособничестве Валерия Гартунга, ныне депутата Госдумы РФ, чеченским боевикам. Речь в нем шла о некоем секретном совещании 1997 года в администрации Челябинской области, на котором говорилось о событиях «первой чеченской войны» 1994 -1996 года. Большаков, как явствует из материала, присутствовал на этом совещании, но опубликовал свои воспоминания только в 2016 году. Ни стенограммы совещания, ни аудиозаписи, ни других свидетельств в свою защиту Большаков привести не смог. Но до последнего настаивал на том, что он как живой свидетель того совещания отлично помнит, кто и что тогда говорил. Обвинение ему было выдвинуто более чем серьезное, часть 2 статьи 128.1 УК РФ («Клевета, содержащаяся в средствах массовой информации»). Автору материала, отказавшегося признать в суде свои воспоминания клеветой, грозил штраф до миллиона рублей либо обязательные работы на срок до 240 часов. Поэтому штраф в 5 тысяч рублей многие сочли более чем гуманным наказанием. Обе стороны конфликта остались недовольны вердиктом суда. Газета заявила, что будет отстаивать честное имя журналиста путем подачи апелляций, депутат высказался в СМИ по теме вмешательства в избирательный процесс неких заказчиков, имен которых суд так и не назвал.

Информация Ирины Гундаревой (Челябинск)             

 

АВГУСТ, 20

Сергей Сусликов

Сайт БК55

В доме известного омского издателя – владельца медиахолдинга «ТРИЭС» Сергея Сусликова, а также в его офисе в центре города прошли обыски. Как рассказал он сам на контролируемом им сайте БК55, правоохранители вломились в его загородный дом в 7 часов утра с тремя обученными собаками, одна из которых, по словам медиамагната, натаскана на поиск наркотиков, другая – на оружие и боеприпасы, третья – «на что-то еще». «И начинают по кругу: сначала одна собака, потом другая и третья». Ничего противозаконного – из того, что могли бы учуять животные, найдено не было, но в тот же день сотрудники СУ СКР явились в здание, где выпускаются ряд печатных и интернет-изданий, общественно-политических и рекламных, принадлежащих Сергею Сусликову и его сыну Егору. «Журналистов в течение нескольких часов не допускали на рабочие места. Была парализована деятельность сайта «БК55» и редакции газеты «Хочу работать», макет которой в этот день мы должны были сдать в типографию», - сообщили в редакции. В пресс-релизе Следственного управления СК России по Омской области говорится, что уголовное дело возбуждено в отношении компании «Компаньон-РА», владельцем которой является Сусликов - младший. Ему вменяется недоплата в бюджет в период с 2015 по 2017 годы налога на добавленную стоимость на сумму более 28 млн. рублей. При этом, отмечает Сусликов - старший, Егор «плательщиком по НДС не является» и «претензий со стороны налоговых органов к нему нет». Сергей Сусликов расценивает действия правоохранителей как «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» (ст. 144 УК РФ). «Такого беспредела» в отношении омских СМИ, считает издатель, не позволял себе даже всемогущий генерал Камерцель» (бывший начальник областного УМВД – Г.Б.) во времена правления губернатора Полежаева».

Информация Георгия Бородянского (Омск)                         

 

АВГУСТ, 20

Сергей Еремеев

В Санкт-Петербурге корреспондент ЗАКС.Ру Сергей Еремеев шел на заседание Невского районного суда по делу об экстремизме за картинки в соцсети. Но до зала, где проходило заседание так и не смог добраться. На входе в суд журналиста остановил пристав Валерий Бухтев. Он преградил путь представителю прессы и категорически отказался пускать его дальше порога, потому что Еремеев был в шортах. Работе СМИ Бухтев препятствовал из-за того, что очень строго исполнял внутренние правила суда. А там написано, что  запрещается «посещать здание суда в неопрятном виде, одежде пляжного вида (шорты, майка, тапочки-сланцы (шлепанцы) и т.п.)». Сергей уверяет, что шорты были вовсе не пляжные, а нормальные, городские, соответствующие погоде. Но пристав оказался непреклонен. «Я работаю в судах примерно по 2-3 раза за неделю и бывают разные инциденты время от времени, в том числе и с приставами, но из-за дресс-кода никогда не было. Отмечу, что я ходил в другие суды в шортах безо всяких проблем. И коллеги мои ходили, видел не раз. Но тут какое-то самодурство, помноженное на бюрократию, на мой взгляд», - говорит Сергей. В Невском районном суде он, впрочем, был впервые и про строгость правил не знал. Был бы в курсе – обязательно бы оделся по-другому.

Лениздат, 20 августа                                

 

АВГУСТ, 21

Алексей Уханков

Пресс-служба губернатора Костромской области отказалась пропустить корреспондента интернет-журнала 7х7 Алексея Уханкова на проходившее в областной администрации совещание при заместителе губернатора Ольге Ереминой по вопросу о возможности открытия учреждения для временного помещения лиц без определенного места жительства. Сотрудники охраны на входе в здание обладминистрации сказали, что для пропуска журналиста нужно распоряжение пресс-службы. Представитель пресс-службы в телефонном разговоре объяснила запрет присутствовать на совещании тем, что оно не внесено в план мероприятий органов государственной власти, размещенный на сайте информационно-аналитического управления Костромской области. «Мы средства массовой информации на это мероприятие не приглашали», - заявила чиновница. «Закон о СМИ предусматривает право журналистов искать и получать информацию, посещать предприятия любых форм собственности и государственные органы, знакомиться со всеми материалами и документами, за исключениям тех, что составляют государственную либо иную охраняемую законом тайну. Отказ в допуске на мероприятие, проводимое в исполнительном органе субъекта федерации, в данном случае является незаконным и нарушает право граждан на доступ к информации», - прокомментировала ситуацию юрист Центра защиты прав СМИ Ольга Воронова. Для защиты своих прав редакция 7x7 намерена обратиться в областную прокуратуру. В январе редакция 7х7 отправила заявку на аккредитацию корреспондента Алексея Уханкова при администрации Костромской области. Ни аккредитации, ни отказа в аккредитации редакция до сих пор не получила. Журналисты 7x7 сталкивались с препятствованием профессиональной деятельности и в других регионах. Госсобрание Марий Эл в октябре 2017 года отказало в аккредитации журналисту издания Дмитрию Любимову. 23 октября 2017 года он не смог попасть на заседание Госсобрания региона, сотрудник вневедомственной охраны не пропустил его, сославшись на то, что фамилии Любимова не было в списке приглашенных журналистов. Позже суд признал отказ в аккредитации незаконным.

7Х7, 21 августа                                              

 

АВГУСТ, 21

Forbes

Пресненская межрайонная прокуратура Москвы отказалась расследовать дело о несанкционированной замене статьи в августовском номере российской версии журнала Forbes. Об этом сообщают «Ведомости». В прокуратуре отметили, что проверка нарушений Закона «О СМИ» не входит в их компетенцию, поэтому материалы были направлены в Роскомнадзор. Жалобу в прокуратуру подал шеф-редактор Forbes Николай Мазурин. 25 июля журналисты издания Forbes не обнаружили в свежем номере журнала статьи «Дела семейные» о карьере братьев-миллиардеров Зиявудина и Магомеда Магомедовых, подозреваемых в хищении 2,5 млрд рублей. Текст был сверстан и сдан в номер, а также утвержден Мазуриным, который в то время исполнял обязанности главного редактора. В начале июня из издания был уволен главный редактор Николай Усков. Согласно заявлению ACMG, Усков был уволен из-за систематических нарушений трудовой дисциплины и пункта трудового договора «о неконкуренции», а также из-за «неудовлетворенности» качеством его работы. Сам Усков называл причиной своего увольнения конфликт с издателем журнала Александром Федотовым.

«Афиша Daily», 21 августа                                

 

АВГУСТ, 21

Алексей Нарышкин

Корреспондент радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Нарышкин столкнулся с проблемами при видеосъемке рядом с ИК-8 «Белый медведь» в Лабытнанги (Ямало-Ненецкий автономный округ), где отбывает наказание осужденный за терроризм украинский режиссер Олег Сенцов. Об этом он сообщил в эфире «Эха Москвы». А. Нарышкин отметил, что в колонию как корреспондент не попал. «Мы направляли официальную просьбу об интервью с руководством колонии и самим Сенцовым, но получили отказы», - уточнил он. По словам А. Нарышкина, в связи с этим он хотел снять видео для небольшого сюжета – в частности, забор колонии с вышками и символ колонии – белого медведя, который находится у КПП. «Но как только я вышел из такси, ко мне подошли в общей сложности 6 представителей колонии. Они ссылались на законодательство, на нарушение административного кодекса, потому что я снимал режимный объект. Хотя там забор, и ничего не видно», - рассказал корреспондент. А. Нарышкин отметил, что представители колонии собирались вызвать полицию и настойчиво предлагали ему пройти на территорию исправительного учреждения. Тогда он пообещал удалить видео, однако ему не поверили. «Сказали, что у меня американская техника, и наверняка видео отправилось на облачное хранилище. Через некоторое время все же вышел замначальника колонии, посмотрел мои документы, журналистское удостоверение, спросил, когда я прилетел, где остановился и когда улетаю. В итоге ситуацию удалось разрешить без полиции», - заключил корреспондент.

Эхо Москвы, 21 августа                            

 

АВГУСТ, 22

Любовь Калугина

Один из отделов  СУ СКР по Омской области проводит доследственную проверку в отношении 31-летней местной жительницы Любови Калугиной, подозреваемой в «возбуждение ненависти либо вражды, а также унижении достоинства» чуть ли не половины человечества, правда, не самой прекрасной – мужчин. Как сообщает информационно-аналитический Центр «Сова», поводом для проверки стали публикации девушки на ее странице ВКонтакте – 12 постов, размещенных в период с 2013 по 2016 годы, большая часть которых, по оценке Центра, «действительно направлена против мужчин». Следствие усматривает в этих текстах и изображениях признаки состава преступления, предусмотренного ч.1 статьи 282 УК, согласно которой униженными и оскорбленными могут быть признаны разные группы лиц, в том числе и определенного пола. Первым обратил внимание на ее мужененавистнические высказывания неизвестный житель Биробиджана, заявивший о них весной прошлого в правоохранительные органы. Год назад полицейские вызвали Любовь Калугину на «беседу» и взяли с нее объяснение. Действия мужчин в погонах и их добровольных помощников лишний раз укрепили, похоже, омскую феминистку в ее правоте. В своем аккаунте она их комментирует так: «Пасут меня уже полтора года. Началось все с визита подозрительного «инспектора отдела миграции» весной 2017-го, который не знал, как выглядят стандартные документы иностранки, зато подозрительно интересовался страницей ВК. Он ходил по моим знакомым, выясняя с пристрастием, чем я занимаюсь, о чем говорю в неформальной обстановке и, главное, с кем сплю… Первая официальная «беседа» была в августе 2017-го. Была я там с адвокатессой. Потом они притихли. Я выждала две недели (срок доследственной проверки должен был пройти) и позвонила оперу, который со мной «беседовал». Он заявил, что разодрал материал на куски и разослал по районным СК (фигурировали посты с 2013 г., за это время я успела сменить несколько адресов). Мне надо было топать ножками по городу и требовать официальный отказ, потому что без оснований растягивать доследственную проверку нельзя». Любовь Калугина рекомендует своим подписчикам, точнее, подписчицам, учиться на ее ошибках: «Если с вами провели беседу, а дальше ни бе ни ме, значит оснований для возбуждения дела нет, а упечь за решетку сопливую студентку или школьницу и получить за эту непыльную работку премию и звездочку на погоны кому-то очень хочется. Требуйте или возбуждения дела (с никакой доказательной базой и всеми шансами развалить его еще до суда), или официального отказа. Не давайте этим существам форы». Вторым своим промахом она считает то, что «не стала предавать ту ситуацию огласке», чтобы не вызвать в феминистском сообществе паники – удаления страниц и т.д. Сейчас, «после дела Мотузной и других резонансных процессов за репосты – пишет Любовь - я надеюсь, феминистки уже осознали, что феминизм - это не хобби, что мы против воли, но все-таки вовлечены в политическую движуху и рискуем, и все морально неустойчивые слились, а оставшиеся готовы принимать риск сознательно и с достоинством». Год спустя после ее визита в полицию Любовь Калугину снова вызвали «на беседу», но уже в Следственное управление СКР, где сообщили, что по ее постам проведена экспертиза, дающая основания для возбуждения против нее уголовного дела. «Они всерьез намерены – иронизирует девушка - заводить дело по 282-й за дрели в жопе, жену со сковородкой, батарейки в уретре и прочие очень общественно опасные вещи». По мнению Центра «Сова», «высказывания, содержащиеся в ее текстах, различаются по степени агрессии - от грубого юмора до таких, в которых можно усмотреть признаки унижения достоинства и призывы к насилию в отношении мужчин». Однако аналитики полагают, что «общественная опасность этих высказываний не высока, поскольку за ними – в отличие, например, от этнической ксенофобии – нет никакой традиции реального применения насилия». Не следует опасаться его мужикам со стороны феминисток, даже и радикальных, тем более, что в большинстве своем эти девушки – весьма образованные: к примеру, Любовь Калугина, как сказано в ее личных данных ВКонтакте, окончила в 2010 Казахстанский филиал МГУ имени Ломоносова. «Сова» не видит необходимости возбуждать в отношении нее уголовное дело, но считает, что «во избежание эскалации ситуации, требования удалять подобный агрессивный контент могут быть вполне уместны».

Информация Георгия Бородянского (Омск)                     

 

АВГУСТ, 22

РБК

«Комерсантъ»

Пермский краевой суд не нашел оснований для слушаний в закрытом процессе апелляционной жалобы адвоката Андрея Анфиловьева. Защитник первого заместителя руководителя СО СКР по Пермскому району Эдгара Саркисяна, задержанного 17 августа по подозрению в совершении тяжкого коррупционного преступления, мотивировал свое ходатайство интересами безопасности и потребовал удалить из зала заседаний журналистов РБК и «Комерсанта». «Будут оглашены сведения о составе семьи, малолетних детях Саркисяна, их медицинских диагнозах. Может быть указан адрес проживания. В интересах безопасности родственников часть 2 статьи 241 УПК РФ вполне применима», - заявил адвокат А. Анфиловьев. «Я категорически против присутствия СМИ, хочу сообщить сведения о своей семье», - сказал по видеоконференцсвязи из СИЗО подозреваемый Э. Саркисян. Прокурор Антон Рапенок напомнил, что судебное разбирательство производится на условиях гласности и назвал ходатайство немотивированным. Судья Р. Хайрова продолжила заседание в открытом режиме, отметив: «Доказательств, что присутствие прессы может угрожать безопасности, не приведено».

Информация Михаила Лобанова (Пермь)           

 

АВГУСТ, 22

Алексей Владимиров

Утром специальная комиссия во главе с представителем департамента имущественных отношений Минобороны России Сергеем Гончаровым выехала в район Сулажгорского кладбища, чтобы проверить законность действий ООО «Девелопмент групп», которая активно работает в районе скотомогильника сибирской язвы, сообщает журналист портала «Петрозаводск говорит» с места событий. Помимо представителей Минобороны, военной прокуратуры, военного лесничества, карельского управления Росприродназора, полиции, в рейде принимали участие карельские журналисты. Инцидент произошел на глазах у всех. Когда комиссия подошла к земельному участку, который компания «Девелопмент групп» арендовала у Минобороны, гостей встретила группа молодых людей, облаченных в светоотражающие жилеты. Молодые люди не представились и сообщили, что их наняли присматривать за участком. Пока члены комиссии осматривали территорию, а журналисты фотографировали происходящее, от группы молодых людей в жилетах отделилось несколько человек, которые схватили журналиста издания «Черника» Алексея Владимирова и поволокли его в сторону. Сотрудница управления Росприроднадзора закричала, что журналиста могут избить. В ситуацию тут же вмешался сотрудник полиции, который защитил Владимирова от молодых людей. Полицейские установили личности нападавших. После окончания рейда Владимиров обратился с заявлением в полицию о воспрепятствовании журналистской деятельности. Напомним, именно с журналистского расследования Алексея Владимирова начался скандал, связанный с деятельностью «Девелопмент групп», производящей выемку песка в районе опасного скотомогильника.

«Петрозаводск говорит», 22 августа                 

 

АВГУСТ, 23

Газета «Калужский перекрёсток»

СЦелый месяц Калужский районный суд рассматривал гражданское дело по иску Сергея Пройдина и Константина Сотскова к газете «Калужский перекрёсток» о защите чести, достоинства, деловой репутации и о компенсации морального вреда на сумму 1 миллион рублей. Два депутата городской Думы от партии «Единая Россия» предъявили иск редакции в связи с публикацией двух статей: «Хозяева жизни» (в газете «Калужский перекрёсток» № 21, 23 мая 2018 г.) и «Сообразили на двоих: судьбу деревьев возле гимназии № 24 решили двое депутатов» на сайте www.kp40.ru. В них сообщалось, что в марте этого года перед гимназией № 24 были спилены 15 взрослых клёнов. Редакция газеты «Калужский перекрёсток» решила выяснить, по каким соображениям уничтожили абсолютно здоровые деревья и кто причастен к этому, по мнению здравомыслящих людей, озабоченных проблемой экологии и защиты зелёных насаждений, варварству. За расследование взялась журналист Оксана Колосова. Ей удалось узнать, что деревья, служившие естественным барьером, отделяющим школу и спортивную площадку от проезжей части, спилили по решению городских властей, которые якобы руководствовались просьбой некоторых родителей школьников, для обустройства автопарковки на 50 машино-мест. Как выяснилось, дети депутатов Сотскова и Пройдина в разное время учились и учатся сейчас в этой гимназии. При дальнейшем расследовании, после одного из заседаний комиссии по безопасности дорожного движения, в официальной беседе директор гимназии госпожа Галина Федорова, которая, по её словам, о существовании проекта раньше ничего не знала, назвала журналисту фамилии двух людей, причастных к уничтожению деревьев. Основываясь на документах и свидетельствах уважаемых людей, журналист подготовила материал, который сначала был опубликован на сайте www.kp40.ru, а следом - в очередном номере «Калужского перекрёстка». Сотсков и Пройдин решили наказать журналистов деньгами. Однако суд их иск не  удовлетворил.

KP40.Ru, 23 августа             

 

АВГУСТ, 23

Дмитрий Полянин

Союз журналистов России напомнил главам СКР и Генпрокуратуры о нападении на главного редактора «Областной газеты» (Екатеринбург) Дмитрия Полянина. Союз журналистов России направил письма Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке и председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, в которых обращает внимание руководителей силовых ведомств на неэффективное расследование обстоятельств нападения на главного редактора «Областной газеты» (Екатеринбург) Дмитрия Полянина. «В целях защиты прав члена Союза журналистов России, объективного, всестороннего расследования и общественного контроля СЖР обращает внимание руководства правоохранительных органов страны на необходимость установления истины по делу», - говорится в письме, которое подписал глава СЖР Владимир Соловьев. Напомним, на Полянина напали вечером 12 апреля у подъезда его дома. Нападавшие ударили редактора по голове, а когда он упал, нанесли еще несколько ударов. По словам Полянина, оружием бандитов были куски арматуры. Сроки уголовного дела дважды продлевались, квалификация преступления менялась – сначала это было «умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» (статья 112 УК РФ), затем - «воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста» (статья 144 УК РФ), и вот теперь – «хулиганство» (статья 213 УК РФ). Однако личности и мотивы нападавших не установлены. Сам Полянин считает, что нападение организовали представители рынка ЖКХ Екатеринбурга, расследования о котором публиковали на страницах издания.

JustMedia.ru, 23 августа; Екатеринбург ТВ, 23 августа         

 

АВГУСТ, 23

Александр Валов

В Сочи (Краснодарский край) завершено расследование уголовного дела в отношении главного редактора сайта «БлогСочи» по обвинению в вымогательстве денежных средств в крупном размере. По версии следствия, летом 2016 года обвиняемый Александр Валов высказал депутату Госдумы Юрию Напсо требование о передаче ему 150 тысяч рублей под угрозой распространения на интернет-сайте, главным редактором которого он является, сведений и фотографий, которые могут причинить депутату существенный вред. В дальнейшем Валов разместил несколько статей на сайте, после чего требуемая сумма была перечислена помощником депутата с его ведома безналичным переводом на банковский счет обвиняемого. Затем публикация была удалена с сайта. При этом блогер предложил передать ему еще 150 тысяч рублей за удаление вновь размещенных статей. «Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело с утвержденным прокурором обвинительным заключением в ближайшее время будет направлено в суд для рассмотрения по существу», - сообщили в пресс-службе следственного управления СК РФ по Краснодарскому краю. В СИЗО блогер находится восемь месяцев. Вину свою он отрицает и считает свое уголовное преследование политически мотивированным.

Информация Галины Ташматовой (Краснодар)             

 

АВГУСТ, 24

Все СМИ

Секретариат Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратился к главе Минкомсвязи Константину Носкову. Его просят отказаться от поправок в закон о «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предложенных в начале августа. Проект внесения изменений в закон был выдвинут на общественное обсуждение 6-го числа. В Министерстве считают, что необходимо дополнить этот закон так, чтобы в досудебном порядке можно было блокировать сайты, содержащие информацию, которая является «обоснованием и оправданием экстремистской и (или) террористической деятельности». На данный момент без решения суда можно блокировать ресурсы только за призывы к терроризму и экстремизмы, то есть за конкретные действия. Понятия же «обоснование» и «оправдание» в законодательстве четко не прописаны. «В случае принятия поправок Генпрокуратура РФ получит чрезвычайно широкие полномочия, т.к. четкого определения «оправдания экстремизма» фактически не существует. Таким образом, может сложиться ситуация, когда правоохранительные органы получат право блокировать сайты без участия суда за любые материалы, которые сочтет экстремистскими - вопреки федеральному закону о противодействии экстремизму, согласно которому решение о признании материалов экстремистскими может принять только суд», - говорится в обращении петербургского Союза журналистов. Секретариат организации также обратил внимание на важную юридическую тонкость. В предлагаемой поправке не говорится о публичности «оправдания» или «обоснования». А значит «в дальнейшем это может позволить Генпрокуратуре РФ блокировать информацию даже в том случае, если она размещена вне публичного доступа – например в личной переписке». Это может привести к закрытию очень большого числа сайтов. По оценкам участников рабочей  группы «Связь и IT» экспертного совета при правительстве РФ, речь может идти о 19 миллионах ресурсах. «Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области с тревогой и беспокойством наблюдает за ростом тенденции использования обвинения в экстремистской деятельности для привлечения людей к уголовной ответственности», - говорится в обращении и приводится статистика: «в 2011 году по «экстремистским» статьям Уголовного кодекса было осуждено 49 человек, в 2017 году - более 600». И здесь еще не учтены вердикты по административным статьям «экстремисткой направленности», которых также в последнее время становится все больше. К различным видам наказания (от штрафа до реальных сроков в колониях) подсудимые приговариваются в том числе за лайки, репосты и публикации в соцсетях, в том числе за размещение на личных страницах сатирических картинок или высказываний. Поправки в законодательство, предлагаемые Минкомсвязи при их реализации «фактически отнимут у находящихся под следствием или уже осужденных людей возможность не только получить публичную поддержку и защиту, но и просто высказать свою гражданскую позицию. После принятия поправок любое позитивное или даже нейтральное упоминание обвиняемых и осужденных в онлайн-пространстве может быть расценено Генпрокуратурой как обоснование и оправдание экстремистской и (или) террористической деятельности, что повлечет за собой блокировку множества ресурсов, и в первую очередь – сетевых средств массовой информации». По мнению Союза журналистов СПб и ЛО, это является прямым нарушением статьи 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». В связи с этим секретариат просит министра отклонить предложенные поправки в закон.

Лениздат, 24 августа                                             

 

АВГУСТ, 26

«Новая газета»

Министерство Чечни по национальной политике, печати и информации обратилось в Следственный комитет, Генпрокуратуру, ФСБ и другие силовые ведомства с требованием проверить деятельность «Новой газеты» и выяснить, не представляет ли она угрозу безопасности общества и государства. Об этом в своем Instagram сообщил глава ведомства Джамбулат Умаров. Поводом для обращения, как объяснил Умаров, стали публикации газеты, основанные на «фейковых источниках». Материалы издания он называет «вбросами», которые «гуляют по необъятным просторам интернета, разжигая межнациональную, межконфессиональную вражду и откровенно антигосударственные настроения». Как напоминает «Лента.Ru», 22 августа глава республики Рамзан Кадыров во время выступления перед сотрудниками местного МВД предложил запретить въезд в Чечню авторам «Новой газеты», которые написали текст о нападении чеченских детей на полицейских. Тогда же Кадыров сказал, что «так называемые правозащитники» занимаются «болтологией» и «пишут бумаги в своих кабинетах». В ответ сотрудники редакции потребовали от мэра Москвы Сергея Собянина запретить Кадырову въезд в город. В своем видеообращении они сообщили, что без «набегов кадыровцев» в столице воцарится спокойствие. На это Кадыров отреагировал обвинением журналистов в «выполнении заказа» по дестабилизации ситуации в республике. Напомним, 20 августа в Чечне прошла серия вооруженных атак на местных сотрудников полиции. Нападавших было пятеро, самому старшему, по официальной информации, было 17 лет, младшему - 11. Все они погибли от полученных ран. Силовики Чечни задержали уже десятки местных жителей, которые являются родственниками или знакомыми подростков, напавших на полицейских. По данным издания «Кавказ. Реалии», силовики в основном забирали парней 15–23 лет. Рейды прошли 22 августа в селе Сержень-Юрт и городе Шали.

Znak.Com, 26 августа                                           

 

АВГУСТ, 27, 30

ГТРК «Вести Урал»

Мировой судья Пригородного района Свердловской области 30 августа рассмотрит административное дело 63-летней жительницы села Покровское Ирины Куценок, которая пригласила жителей своего населенного пункта на встречу с журналистами ГТРК «Вести Урал», чтобы рассказать, что уже два месяца в селе нет горячей воды, хотя власти обещали, что ее не будут лишь две недели. Как рассказала информагентству «Между строк» сама Куценок, она расклеила на подъездах домов объявления о том, что 1 августа в село приедет съемочная группа, а внизу объявления написала: «Сбор жителей у клуба». По ее словам, объявления с домов практически сразу сняли, вместо них наклеили листовки, в которых было написано, что 3 августа в селе будут проходить опрессовки. Журналисты ее об этом предупредили и сказали, что не приедут. 1 августа женщина все-таки пришла к клубу на тот случай, если у кого-то из соседей будут вопросы. Там ее встретили глава Покровской территориальной администрации Марина Сельская и депутат Горноуральской гордумы Алла Семенова. «Они начали на меня орать. А позже выяснилось, что Сельская еще и написала на меня заявление в полицию, обвинила в организации и проведении публичного мероприятия без подачи уведомления в администрацию, что я протесты какие-то организовываю. После этого ко мне пришел участковый, сообщил о том, что мне необходимо явиться в суд. А я ведь даже и не выступала нигде, журналисты-то не приехали. То есть меня теперь будут судить за то, что я в СМИ, на телевидение обратилась! Мы что, теперь и на это не имеем права, нас штрафовать за это нужно?» - говорит Куценок. Дело возбуждено полицией по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»). Санкции предусматривают наложение штрафа до 30 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 50 часов. Пригородный районный суд 30 августа оправдал 63-летнюю жительницу села Покровское Ирину Куценок, обвиняемую по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ в организации незаконного собрания из-за того, что она звала соседей на встречу с журналистами. Мировой судья Евгения Мулькова прекратила производство по делу «в связи с отсутствием состава административного правонарушения». На судебном заседании Куценок не признала свою вину, а ее односельчане - свидетели по делу - рассказали, что просто увидели объявление о том, что приедут телевизионщики, и хотели с ними пообщаться. «Если бы все СМИ не поднялись, мне кажется, меня бы засудили и штраф выписали. Но у меня был хороший адвокат. Извинений, думаю, ни от кого не добьюсь, продолжу добиваться решения проблем», - прокомментировала решение суда Ирина Куценок. Теперь чиновнице Марине Сельской грозит прокурорская проверка по поводу превышения ею должностных полномочий - с такой просьбой к прокурору Свердловской области Сергею Охлопкову обратился депутат Госдумы РФ Данил Шилков. Так, примерно месяц назад Сельская написала заявление в полицию на жителя поселка Молодежный Владимира Чукавина всего лишь из-за того, что тот позвал односельчан к себе в гости... зачитать ответ властей на его обращение.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)

 

АВГУСТ, 27

Евгений Михайлов

Ленинский районный суд Ростова-на-Дону вынес решение об отказе в удовлетворении иска журналиста Евгения Михайлова о защите чести, достоинства и деловой репутации, поданного к Александру Хуруджи, бизнесмену и общественному омбудсмену по вопросам, связанным с нарушением прав предпринимателей. А вот рассмотрение иска по той же статье Гражданского кодекса, поданного ранее Хуруджи к Михайлову, продолжается. Эта «дуэль на исках» началась после того, как в интернете на сайте «Аналитика Юга России» появился видеоролик «Как украсть 500 миллионов и стать правозащитником». Его автор Евгений Михайлов рассказывает о многочисленных нарушениях закона, якобы допущенных Хуруджи за многие годы предпринимательской деятельности. Арест Хуруджи и содержание под стражей – история громкая, описанная и показанная множеством СМИ, а его освобождение из СИЗО и последующее оправдание Ворошиловским судом Ростова-на-Дону стало сенсацией весны 2017 года. Спустя год, в апреле 2018 года, на сайте «Аналитика Юга России» появился видеоролик с обвинениями Хуруджи в разного рода махинациях – от невыплаты зарплаты работникам его предприятия АО «Энергия» до завышения тарифов для потребителей передаваемой этим предприятиям электроэнергии. Кроме всего прочего, автор ролика сообщает, что следователи передали в суд уголовное дело в отношения брата Александра Хуруджи Сергея и «скорее всего он сядет», а также снова «копают» под самого Александра, у которого «грехов ох как много!». Решение Ворошиловского суда журналист назвал «абсолютно политически мотивированным и не продиктованным буквой закона». На этот ролик Хуруджи и подал в Ленинский суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, сейчас в судебных заседаниях объявлен перерыв в связи с назначением судом лингвистической экспертизы содержания ролика. Видимо, чтобы не терять времени даром, Евгений Михайлов также направил в суд заявление о защите своей репутации, задетой подачей иска и самим его содержанием, которое стало известно некоторым лицам (в частности, адвокату, судье и секретарю судебного заседания). В случае его удовлетворения был бы создан прецедент подачи на иск о защите чести и достоинства нового иска с таким же названием, что, кроме всего прочего, существенно увеличило бы число обращений в суд. Судья Баташева не стала создавать такие правовые прецеденты и в удовлетворении исковых требований отказала.

Информация Анны Лебедевой (Ростов0на-Дону)       

 

АВГУСТ, 27

Газета «Уральский задел»

Газета «Время для главного»

Партия «Единая Россия» получила новый неожиданный удар накануне выборов 9 сентября в Городскую думу. Избирком Екатеринбурга обратился в Уральское управление Роскомнадзора и городское управление МВД с требованием привлечь к ответственности за незаконную агитацию в пользу «Единой России» в зарегистрированном СМИ «Уральский задел». Как заявил на заседании глава избиркома Илья Захаров, ведомство также попросило свердловское отделение партии обратить внимание на то, что необходимо более ответственно подходить к агитации. На газету «Время для главного», где рассказывалось о первой тройке списка «Единой России» на выборах в думу города, пожаловались представитель свердловского отделения ЛДПР Антон Безденежных и депутат гордумы от КПРФ Эдуард Мансуров. Они заподозрили газету, которую выпустило официально зарегистрированное СМИ «Уральский задел», в незаконной агитации. Избирком провел проверку по данной газете и подтвердил, что агитация в периодическом издании является незаконной, так как она была выпущена раньше установленного законом срока агитации, в ней не было данных, что газета оплачена из избирательного фонда.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)        

 

АВГУСТ, 27

Все СМИ

Эльвира Набиулина может получить право блокировать сайты без решения суда. Федеральный чиновник, имя которого не называется, рассказал «Ведомостям», что на совещании у вице-премьера Миаксима Акимова уже обсуждался проект поправок в закон «Об информации», предложенный Центральным банком. Суть поправок сводится к тому, чтобы дать возможность представителям Центробанка России – председателю и, возможно, его замам - выносить решение о внесении определенных ресурсов в список запрещенных. Причем под запрет могут попасть как российские, так и иностранные сайты. По данным источника «Ведомостей» ЦБ хочет получить право блокировать четыре группы сайтов: те, чьи названия слишком похожи на названия других сайтов, что позволяет совершать мошенничества; предоставляющие финансовые услуги без лицензии; предоставляющие доступ к ресурсам финансово-кредитных организаций; распространяющие недостоверные сведения о состоянии финансовых организаций. Последний пункт мог бы сказаться и на работе СМИ, особенно деловых, так как под «недостоверными сведениями» можно понимать очень широкие понятия. Если этот пункт поправок будет утвержден, то ЦБ сможет без суда закрывать, в том числе, интернет-издания за малейшие ошибки о финансовом положении фирм и госкомпаний. Вице-премьер Акимов, видимо, это тоже понимает и конкретно эту часть предложенных изменений – про блокировку сайтом за недостоверную информацию – не поддержал. Напомним, сейчас в стадии общественных обсуждений находится еще одно предложение о внесении поправок в закон «Об информации». Инициатор – Минкомсвязи, который также хочет блокировать сайты без суда за «оправдание и обоснование экстремизма и терроризма».

Лениздат, 27 августа                           

 

АВГУСТ, 27

Газета «Вечерний Карпинск»

Иначе как казусом нельзя назвать жалобу заведующей отделом организационно-кадровой работы администрации Карпинска (Свердловская область) Юлии Пузачевой в управление Роскомнадзора по УрФО на газету «Вечерний Карпинск». Чиновница обиделась на публикацию, в которой сообщалось, что она получит Почетную грамоту Законодательного собрания Свердловской области. В документе говорилось, что Пузачеву отметят «за большой вклад в обеспечение деятельности исполнительно-распорядительного органа муниципального образования». «Вечерний Карпинск» опубликовал заметку об этом с краткой биографией и фотографией чиновницы. Неожиданно новость получила широкий резонанс в городе: публикация собрала несколько десятков комментариев читателей, не всегда приятных. Как отмечает издание, жители посчитали, что эту грамоту Пузачева не заслужила. После этого сотрудница городской администрации обратилась в Роскомнадзор с жалобой на то, что СМИ распространяют ее персональные данные. В самой газете отмечают, что Пузачева - публичный человек, и они действовали по закону.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)         

 

АВГУСТ, 28

Александр Соколов

Журналист РБК Александр Соколов смог выйти на свободу с помощью закона о приравнивании дня в СИЗО к 1,5 дням в колонии. Напомним, в 2017 году корреспондент РБК Александр Соколов был приговорен к 3,5 годам колонии по обвинению в экстремизме за идею проведения референдума «За ответственную власть» и прикрытие созданной Юрием Мухиным «Армии воли народа», которая была признана экстремистской организацией и запрещена в РФ 2010 году за призывы к насильственному свержению власти. Как передает «Медиазона», 28 августа Соколов был освобожден из ИК-1 Чувашии досрочно. По словам журналиста, выйти на свободу раньше срока ему удалось благодаря новому закону, по которому день в СИЗО засчитывается за полтора в колонии общего режима. «Я предусмотрительно подал несколько ходатайств в порядке пункта 13 ст. 397 УПК об освобождении от наказания в связи с принятием улучшающего положение закона. Первое подал 22 июня - по нему был отказ судьи Тимофеевой 17 июля. Второе было подано 13 июля - его судья Егоров удовлетворил 17 августа. Через 10 суток оно вступило в силу, и меня выпустили», - рассказал Александр Соколов. Адвокат журналиста Алексей Чернышев отметил также, что, в соответствии с приговором, у Соколова остается еще год ограничения свободы, однако и этот вопрос можно будет уладить в ближайшее время.

Собеседник.Ру, 30 августа                         

 

АВГУСТ, 29

«Авторское телевидение»

Газета «Жизнь Югры»

В Ханты-Мансийском округе предприятие Федеральной службы войск национальной гвардии – ФГУП «Охрана» предъявило иски четырем муниципальным бюджетным организациям, задолжавшим ему разные суммы за техобслуживание средств безопасности. Среди должников оказались студия «Авторское телевидение» и редакция газеты «Жизнь Югры», учредитель которых – администрация Березовского района. Как сообщается на сайте Росгвардии, руководители этих СМИ регулярно подписывали и возвращали отправителю акты оказанных услуг, но воздерживались от их оплаты, или, может быть, не имели свободных средств для выполнения своих договорных обязательств. Попытки «Охраны» «урегулировать споры в досудебном порядке», по словам росгвардейцев, были безрезультатными, из-за чего им и пришлось обратиться в Арбитражный суд ХМАО-Югры. 29 августа он вынес решение взыскать с «Авторского телевидения» в пользу истца 22 тысяч 175 рублей плюс 1 тысячу руб. госпошлины. Исковое заявление к «Жизни Югры» на сумму 18 тыс. 172 рубля суд вернул заявителю из-за того, что оно было неверно оформлено (нельзя взыскивать одним иском долги по двум договорам). Вероятно, «Охрана» исправит оплошность и постарается довести свои требования до исполнения. Иски ФГУП к двум другим неплательщикам, Березовской начальной школе и Спортивно-тренировочному центру «Виктория», Арбитражным судом удовлетворены: с них Росгвардии причитаются суммы более скромные – 4415 руб. и 4361 руб. 28 коп. Ханты-Мансийский округ считается одним из богатейших регионов страны – в нем добывается более половины всей нефти России.

Информация Георгия Бородянского (Омск)        

 

АВГУСТ, 29

Марат Гареев

Судья Гафурийского межрайонного суда Башкирии Альбина Давлетшина, которая выгнала с заседания журналиста издания Mkset Марата Гареева, с 31 августа уходит в отставку, сообщает «Идель.Реалии». Как пишет издания, в июне судья рассматривала дело главы поселка Красноусольский Марата Абельгузина, обвиняемого в превышении должностных полномочий. Заседание проходило в открытом режиме, на него приехал Гареев. Журналист рассказывал «Идель.Реалиям», что, приехав в суд, он показал судье редакционное задание и прошел в зал. Давлетшина решила спросить у подсудимого и его адвоката, не возражают ли они, если на заседании будет присутствовать журналист. «Адвокат сразу заявила, что она против. Представитель прокуратуры заявил, что оставляет этот вопрос на усмотрение суда, хотя он должен был бы знать законы и сказать, что право на моей стороне. Я сказал судье, что решению подчинюсь, но останусь в зале, как простой слушатель, как гражданин, поскольку процесс открытый», - рассказал Гареев. После этого, по его словам, судья вновь спросила мнение защиты. Та возразила и потребовала, чтобы журналист дал расписку, что ничего не напишет о заседании в своем издании. Прокурор на это ничего не сказал. Журналист писать расписку отказался, судья выгнала его из зала, объяснив, что необходимо учитывать «конституционные права обвиняемого». Из-за этого инцидента редакция Mkset обратилась к председателю Верховного суда республики Михаилу Тарасенко и попросили провести проверку, так как, по мнению журналистов, в действиях Давлетшиной могут быть признаки преступления, предусмотренные статьей 144 УК («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). 17 августа прошло заседание Совета судей республики, на котором Давлетшиной «было указано на необходимость соблюдения требований закона «О статусе судей в РФ» и «Кодекса судейской этики». Кроме того, Квалификационная коллегия судей Башкирии решила прекратить с 31 августа полномочия судьи Давлетшиной «в связи с уходом». «Конечно, эта отставка состоялась, я думаю, не только из-за нашей жалобы. Но очень важно, что судейское сообщество Башкортостана едва ли не впервые открыто признало действия своей коллеги неправомерным и указало ей на это», - сказал Гареев.

Медиазона, 29 августа                                       

 

АВГУСТ, 29

Валерий Бриних

Майкопский городской суд предписал управлению МВД по Краснодарскому краю отказаться от услуг эксперта, который нашел экстремизм в статье местного эколога Валерия Бриниха. Об этом в своем телегам-канале рассказал адвокат Международной правозащитной организации «Агора» Андрей Сабинин. Судья Павел Агафонов вынес частное постановление в адрес управления МВД «о недопустимости привлечения к экспертно-криминалистической деятельности лиц, не обладающими достаточными профессиональными знаниями для производства лингвистических экспертиз». Согласно решению судьи, эксперт Сергей Федяев своими действиями причинил вред не только Валерию Бриниху, но и стране. Теперь государство обязано возместить 1 миллион рублей в качестве ущерба за незаконное уголовное преследование. В ноябре 2015 года Бриниха обвинили по части 1 статьи 282 УК РФ («Унижение достоинства группы лиц по признакам национальности и происхождения, совершенное публично с использованием интернета») после публикации статьи «Молчание ягнят». В тексте шла речь о загрязнении природы Теучежского района республики Адыгея отходами свиноводческого комплекса «Киево-Жураки АПК». Учредителем компании, которой принадлежит комплекс, называют сенатора от Карачаево-Черкесии Вячеслава Дерева. Следствие считало, что в сентябре 2014 года Бриних написал материал и передал его для публикации на сайте «За Краснодар». Эксперты пришли к выводам, что в тексте есть высказывания в отношении группы лиц «адыгейцы», которые негативно их оценивают и способствуют унижению человеческого достоинства по признакам национальности. Статью включили в «Федеральный список экстремистских материалов». В августе 2017 года прокурор отказался от обвинений, и уголовное преследование прекратили. Было проведено несколько повторных экспертиз. Эксперты Института криминалистики ФСБ не нашли признаков экстремизма в статье Бриниха.

ОВД-Инфо, 29 августа                                       

 

АВГУСТ, 30

7х7

Сыктывкарский городской суд оставил в силе постановление мирового судьи о штрафе в 800 тысяч рублей, назначенном изданию 7х7 за интервью члена Либертарианской партии Михаила Светова о легализации марихуаны, сообщает само издание. «Мы считаем такое наказание актом цензуры и попыткой закрыть издание за то, что мы предоставляем людям с разными взглядами площадку для высказываний. Для нас важно продолжать работать и делать это на принципах независимости и объективности. Мы хотим и дальше писать уникальны уникальные материалы о том, что происходит с гражданским обществом в регионах России», - подчеркивает редакция 7х7 в связи с этой ситуацией. Издание собирает пожертвования на оплату штрафа. Издание было оштрафовано в июне по решению мирового судьи, который увидел в интервью пропаганду наркотиков (статья 6.13 КоАП). Согласно экспертизе, проведенной по запросу Роскомнадзора, Светов представлял героин «в более привлекательном свете», чем синтетические наркотики, рассуждая о том, что последние убивают людей «гораздо эффективнее». Профсоюз журналистов назвал дело актом цензуры и давления на редакцию независимого издания. «Медиазона» перед апелляцией поговорила с гендиректором и основателем 7х7 Павлом Андреевым, который рассказал, как скажется на работе редакции штраф, равный ее месячному бюджету.

Медиазона, 30 августа                          

 

АВГУСТ, 30

Дмитрий Полянин

После того, как Союз журналистов России обратился к главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину и Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, напомнив, что держит на контроле ход расследования резонансного уголовного дела о нападении на главного редактора «Областной газеты» Дмитрия Полянина, наконец, последовали результативные действия со стороны следствия. Следственное управление СК РФ по Свердловской области опубликовало видеозапись, на которой видно двух молодых людей в капюшонах, которые, по версии следствия, избили главного редактора. Следственный отдел Ленинского района Екатеринбурга обратился за помощью к гражданам с просьбой помочь опознать подозреваемых в нападении на Полянина. Любопытно, что данное решение было принято сразу после того как управление официально возглавил новый руководитель, бывший главный следователь Тюменской области Михаил Богинский. Напомним, что нападение на Дмитрия Полянина было совершено еще 12 апреля.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)   

 

АВГУСТ, 30

Николай Усков

Бизнесмен Магомед Мусаев выкупил журнал Forbes у предыдущего собственника Александра Федотова, сообщает RNS со ссылкой на представителей медиа-группу ACMG, в которую входит журнал. В рамках сделки Мусаев приобрел у Федотова 100% компании «АС Рус Медиа», которая издает журнал. В июне 2018 года из редакции Forbes был уволен главный редактор Николай Усков. По официальной причине, его уволили за прогулы, сам Усков утверждал, что причиной увольнения стал конфликт с собственником Александром Федотовым. Стороны обменялись исками: редактор требовал восстановить его в должности, тогда как владелец издания обвинил Ускова в разглашении коммерческой тайны. Месяцем позже редакция Forbes обратилась в прокуратуру после исчезновения из августовского номера материала «Дела семейные» о Зиявудине и Магомеде Магомедовых, арестованных весной 2018 года. Журналисты направили коллективное письмо американской редакции издания с просьбой вмешаться в конфликт и отстоять редакционную политику бренда. После смены собственника Николай Усков получит должность редакционного директора Forbes. Наталья Гандурина, также покинувшая редакцию в начале лета, получила позицию издателя журнала. Главредом будет Николай Мазурин. По завершении сделки Федотов и Усков отозвали свои иски. По информации «Ъ», Магомед Мусаев приходится зятем бывшему главе Дагестана Рамазану Абдулатипову. Мусаеву принадлежит холдинг Global Venture Alliance (GVA), которая управляет портфелем инвестиций на $120 млн. GVA управляет венчурными, благотворительными фондами и исследовательскими институтами. Среди проектов GVA: технология распознавания препятствий самоуправляемых автомобилей Luminar и онлайн-платформа для управления мобильными устройствами Solomoto.

ПРОВЭД, 30 августа                                      

 

АВГУСТ, 31

MR7.ru

С весны тянется разбирательство по поводу опубликованной MR7.ru заметки. 1 марта издание сообщило об итогах проведенного ВЦИОМ опроса населения об их готовности пойти на выборы и предпочтениях по кандидатам. Роскомнадзор счел, что в редакционном тексте указаны не все подробности опроса, а, следовательно, нарушена часть 1 статьи 5.5 КоАП России. Наказание за это правонарушение предполагает штраф до пяти тысяч рублей для главного редактора издания. 25 мая Роскомнадзор составил соответствующий протокол. До суда дело дошло только к июню. Но так как срок давности по этой статье 3 месяца мировой судья определил вернуть протокол РКН. Как теперь выясняется, на этом дело не закончилось. Зампрокурора Петербурга Сергей Жуковский опротестовал решение судьи. Он настаивает, что срок давности еще не прошел, так как постановление по делу об административном правонарушении за то, что должностное лицо нарушило федеральное законодательство о выборах, нельзя выносить по истечению года. Разбирательства, судя по всему, продолжатся.

Лениздат, 31 августа                                  

 

АВГУСТ, 31

Газета «Черновик»

В Буйнакске (Дагестан) неизвестный скупил весь тираж газеты, в которой сообщалось о конфликте в руководстве города. Такое сообщение сегодня появилось в Telegram-канале «Черновика». Читатели дагестанского «Черновика» утверждают, что в Буйнакске весь тираж газеты был выкуплен неизвестными. По крайней мере, печатная версия издания не обнаружена в трех киосках «Роспечати». Сотрудники еженедельника, с которыми связался корреспондент «Кавказ.Реалии», не спешат с выводами, однако обращают внимание на то, что в статье «Два капитана» затрагивалась общественно-политическая жизнь Буйнакска. В материале, в частности, говорилось об избрании председателем Собрания депутатов Шамиля Аташева (24 августа он сменил на этом посту Темирлана Темирханова). По данным «Черновика», на смене спикера местного парламента настаивал глава города Исламудин Нургудаев. Он якобы посчитал, что у Темирханова политически слишком близкие отношения с руководителем Собрания депутатов Буйнакского района Даниялом Шихсаидовым, сыном спикера Народного собрания РД Хизри Шихсаидова.

Кавказ. Реалии, 31 августа                      

 

Получено от корреспондентов:

31, 33, 32, 28, 24, 23, 27, 40, 18, 29, 34, 10,

21, 45, 30, 27, 23, 8, 17, 7, 15, 32, 27, 58,

23, 27, 25, 50, 38, 42, 22, 30, 20, 48, 35, 34                                                         

36, 19, 35, 31, 38, 29, 17, 35, 39, 30, 31, 36

30, 34, 28, 35, 52, 39, 25, 34, 46, 40, 36, 30

33, 34, 31, 36, 27, 31, 21, 32, 18, 30; 23, 25

16, 32, 16, 18, 35, 23, 28, 38, 29, 12, 35, 21                              

25, 22, 34, 32, 25, 28, 25, 37, 31, 37, 30, 26                                            - 42

38, 26, 37, 27, 21, 37, 10, 34, 24, 30, 39, 29                                              

31, 34, 35, 25, 24, 12, 35, 24, 40, 31, 31, 24

30, 21, 39, 43, 17, 12, 24, 42, 28, 27, 26, 33

31, 35, 37, 33, 34, 22, 16,

 

КРОМЕ ТОГО, из др. источников (прессы, «самотеком»):

103, 102, 121, 126, 97, 76, 84, 103, 87, 159, 187, 89,

107, 110, 111, 146, 112, 94, 118, 97, 126, 126, 105, 131,

111, 135, 158, 90, 108, 88, 87, 107, 107, 130, 93, 134                                        

82, 122, 147, 117, 106, 113,121, 109, 134, 153, 114, 142

89, 104, 169, 142, 105, 104, 98, 127, 97, 110, 147, 220

86, 114, 188, 115, 147, 83, 103, 128, 115, 160; 108, 116

102, 111, 121, 121, 81, 96, 131, 122, 97, 123, 103, 110                                                   

104, 162, 85, 85, 88, 78, 85, 124, 169, 125, 95, 106                                  - 61

93, 91, 133, 128, 135, 84, 139, 111, 111, 87, 98, 82

58, 81, 112, 124, 110, 119, 96, 112, 116, 89, 105, 105

64, 78, 143, 108, 96, 95, 65, 71, 93, 141, 100, 112

102, 85, 73, 71, 150, 90, 101,

 

Всего:

134, 135, 153, 154, 121, 99, 111, 143, 105, 199, 221, 99,

128, 155, 141, 173, 135, 102, 135, 104, 141, 158, 132, 189,

134, 162, 183, 140, 146, 130, 109, 137, 127, 178, 128, 168                                 

118, 141, 182, 148, 142, 142, 138, 144, 170, 183, 145, 178

119, 138, 197, 177, 157, 143, 123, 161, 143, 150, 183, 250

119, 148, 219, 151, 174, 114, 124, 160, 133, 190; 131, 141

118, 143, 137, 131, 116, 119, 159, 160, 126, 135, 138, 131                                                               

129, 184, 119, 117, 113, 106, 110, 161, 200, 162, 125, 132                   - 103

131, 117, 170, 155, 156, 121, 149, 145, 135, 117, 137, 111

89, 115, 147, 149, 134, 131, 131, 136, 156, 120, 136, 129

94, 99, 182, 151, 113, 107, 89, 113, 121, 168, 126, 145

133, 120, 110, 104, 184, 112, 117,

 

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни