Результаты мониторинга
30 Июня 2018 года

Результаты мониторинга ФЗГ за июнь 2018 года

Конфликты, зафиксированные ФЗГ в течение ИЮНЯ 2018 года на территории РФ.

Случаи гибели журналистов   ().

Пропавшие без вести1 (Леонид Махиня, редактор независимой интернет-газеты «Волгоградский репортер», Волгоград).

Нападения на журналистов и блогеров 2 (Егор Погорелов, журналист «Матч ТВ», Москва; Василий Пашкин, видеоблогер, Саратов).

Нападения на редакции, телецентры   ()

Попытки цензуры2 (Первый канал, Москва; газета «Благодарненские вести», Ставропольский край).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 1 (Олег Стрекалов, владелец регионального СМИ – компании «Чехов-ВИД». Московская область).

Увольнение редактора, журналиста – 3 (Александра Терикова, журналист телеканала N1, Ханты-Мансийский автономный округ; Константин Щербина, программный продюсер телеканала N1, Ханты-Мансийский автономный округ; Николай Усков, главный редактор российской версии журнала Forbes, Москва).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 9 (Роман Шель, внештатный корреспондент немецкого телеканала Arte, Карелия; Дмитрий Пашинов, журналист газеты «Правда». Липецкая область; Давид Френкель, корреспондент «Медиазоны», Санкт-Петербург; Илья Варламов, блоггер, в Волгограде; Евгений Куракин, журналист газеты «Принцип», Московская область; Денис Стяжкин, независимый журналист, и Николай Глухин, блогер, оба – Москва; Павел Барабанщиков, спецкор «Новая альтернатива», Пенза – в мае; Сергей Еремеев, корреспондент сетевого издания «ЗАКС.Ру», Санкт-Петербург; Михаил Алферов, блогер, Кемерово).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 3 (съемочная группа РЕН ТВ, Москва; Андрей Новичков, независимый журналист, Москва; Анна Лебедева, корреспондент ФЗГ, Ростов-на-Дону).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 11

на сумму 1 500 000 рублей

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 2

       удовлетворено – 1

       взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

       00 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 26

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений   ()

Отказ от печатания (распространения) СМИ  ().

Отключение от эфира, прекращение вещания  ().

Прекращение выхода СМИ 3 (газета «Голос народа», Кострома: телеканал «КИТ», Кострома; «Газета Недели в Саратове», Саратов).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Благодарненские вести», Ставропольский край).

Препятствование выходу СМИ -  ().

Препятствование деятельности интернет-изданий1 (сайт газеты «Новые колеса», Калининград).

Вмешательство в деятельность редакции - 1 (российская версия журнала Forbes, Москва).

Выход изданий-двойников  ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (компьютеры редакции сайта газеты «Новые колеса», Калининград).

Отказ в регистрации СМИ -  ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб etc.) -  ().

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 27

 

ИЮНЬ, 1

Газета «Новые колеса»

Сайт газеты «Новые колеса»

Судебные приставы изъяли оргтехнику в помещении редакции калининградской газеты «Новые колеса». Как сообщил корреспонденту «Росбалта» юрист редактора газеты Михаил Золотарев, он считает, что действия приставов направлены на срыв работы Интернет-сайта издания. Восемь приставов - три женщины в гражданском и пять мужчин в форме - пришли по адресу, где располагается редакция газеты и общественная приемная редактора - экс-депутата Калининградской облдумы Игоря Рудникова. Помещение является частью квартиры, принадлежащей матери Рудникова, а он сам зарегистрирован по этому же адресу. Приставы заявили журналистам, что они намерены изъять имущество Рудникова из-за того, что тот якобы не платит алименты. Аргументы о том, что квартира и находящееся в ней имущество не принадлежат Рудникову, не были приняты во внимание. «Женщина в конце марта подала заявление о неуплате алиментов, и пристав на три года рассчитал задолженность. Однако приставами изъято все, что относится к работе редакции: мониторы компьютеров, системные блоки, а также одна микроволновка.. Мы кричим о нарушениях на Украине, а у нас самих творится такое, как будто учимся у Украины», - рассказал Михаил Золотарев. Ранее стало известно, что 25 мая Таганский райсуд Москвы по иску Роскомнадзора принял решение о блокировке сайта «Новых колес». Журналистам неизвестны основания блокировки. Напомним, что депутат Калининградской облдумы и редактор газеты «Новые колеса» Игорь Рудников был арестован по обвинению в вымогательстве крупной суммы денег у руководителя следственного управления СКР по Калининградской области. Ранее на Игоря Рудникова было совершено покушение: его ударили ножом. В начале января киллер был приговорен к 9 годам лишения свободы. Сторона Рудникова осталась недовольна приговором, так как полагает, что следствие не назвало заказчика покушения. После ареста редактора коллектив «Новых колес» прекратил издание бумажной версии газеты, поскольку торговые точки города отказывались заниматься распространением. После этого СМИ продолжало работать в Интернете.       

Росбалт, 1 июня

 

ИЮНЬ, 1

Магомед Хазбиев

Уголовное дело в отношении оппозиционера Магомеда Хазбиева передали в Назрановский районный суд Ингушетии. Об этом сообщает адвокат Международной правозащитной группы «Агора» Андрей Сабинин, представляющий интересы Хазбиева. Оппозиционера обвиняют в возбуждении вражды к главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову, правительству, представителям судебной системы, силовых и властных структур по признаку принадлежности к социальной группе (ст. 282 УК РФ). Обвинение предъявили 24 мая. Поводом для заведения дела о возбуждении вражды стало интервью Хазбиева, опубликованное в интернете. В заключении по результатам психолого-лингвистической экспертизы говорится, что в интервью «содержатся элементы реализованного намерения унизить человеческое достоинство (оскорбить) личности - Евкурова и представителей всех властных структур Ингушетии». Эксперты также отмечают, что в публикации «имеются признаки побуждения к смене действующей в Республике Ингушетия власти, в том числе к смене президента Евкурова». Сабинин считает экспертизу абсурдной. Он также отмечает, что «процесс окончания расследования и утверждения обвинительного заключения в деле беспрецедентно стремительный». Магомеда Хазбиева арестовали 11 января. Его также обвиняют в незаконном хранении оружия (ст. 222 УК РФ) и оскорблении представителя власти (ч. 1 ст. 319 УК РФ). Он считает свое преследование политическим.

ОВД-Инфо, 1 июня                             

 

ИЮНЬ, 3

Егор Погорелов

Журналиста «Матч ТВ» Егора Погорелова жестоко избили в центре Москвы. По информации Пятого канала, его госпитализировали с открытой черепно-мозговой травмой. По предварительным данным, происшествие случилось, когда Погорелов отдыхал с компанией бывших одноклассников. Молодые люди поссорились с одним из прохожих, и он несколько раз ударил журналиста. Личность злоумышленника пока не установлена. Подробности случившегося выясняются.

5tv.Ru, 3 июня                                                    

 

ИЮНЬ, 3, 7

Василий Пашкин

В Саратове в ТЦ «Победа Плаза» совершено нападение на видеоблогера Василия Пашкина и его друга Сергея Филина. Об этом ИА «Свободные новости» рассказал сам Пашкин. По словам Пашкина, он хотел поговорить о внутренних правилах ТЦ с начальником охраны. В этот момент к ним подошли несколько мужчин, в том числе несовершеннолетние. Под крики «АУЕ» (арестансткий уклад един) они попытались попасть в кадр. Один из них потребовал прекратить его снимать и угрожал физической расправой, используя нецензурную брань. Когда Пашкин снова зашел в здание, его со словами «Это наша территория» вытолкали за двери торгового центра и распылили в его сторону перцовый баллончик. Инцидент происходил на глазах охранника, но тот никак не отреагировал. На видео, опубликованном Пашкиным «ВКонтакте», заметно, как сотрудник на просьбы блогера разобраться с нападавшим отвечает: «А что я могу сделать? У нас старшего нет». Прибывшие по вызову полицейские забрали Пашкина и Филина в отделение. Через четыре дня после нападения, 7 июня Пашкин рассказал «Свободным новостям», что было возбуждено уголовное дело о побоях (статья 116 УК РФ), а нападавшего зовут Николай Строганов. В своем блоге он пишет, что Строганова в 2014 году осудили на два года колонии за три кражи, в том числе с проникновением в жилище.

Медиазона, 7 июня                                   

 

ИЮНЬ, 4

Газета «Призыв»

Районные муниципальные газеты Карелии всё чаще попадают в зону финансового риска. Муниципальная газета «Призыв» Лахденпохского района не выходила в свет больше полугода, и над ней уже стала нависать угроза лишиться регистрации. Поэтому учредители газеты в срочном порядке возобновили выход издания. Причём в большей мере к этому подтолкнуло даже не опасение того, что читатели возмутятся, потому что за последние годы они исчезли как вид. Главная причина - прокуратура стала грозить наказанием за то, что нормативные муниципальные акты не обнародовались в районе, а это требуется делать по закону. В результате издание газеты возобновилось, к настоящему времени в свет вышли два номера, правда, они представляют собой скорее информационный бюллетень с нормативными актами, собственно журналистских текстов в газете нет. Да и редакции как таковой тоже нет. По причине полного безденежья учредители газеты в лице органов районной власти и «Информационного агентства Республики Карелия» (это правительственное подразделение) были вынуждены бросить прежнее муниципальное унитарное предприятие «Редакция газеты «Призыв» (вместе с многомиллионными долгами) и поручить издательскую функцию межпоселенческой библиотеке Лахденпохского района, в которую газету включили на правах отдела. Теперь главный редактор газеты Елизавета Черногородова одновременно возглавляет и районную библиотеку, совмещая две руководящие должности. Собственно, она и есть  «редакционный коллектив». Газета «Призыв» в апреле и в мае вышла тиражом в одну тысячу экземпляров и распространялась бесплатно - в районной администрации подсчитали, что продавать бюллетень с документами окажется дороже, чем раздать его. Вообще-то решено выпускать газету два раз в месяц, но на такой режим ещё только предстоит выйти. Тем более, что по-прежнему нет ясности с финансированием редакции. Муниципальное задание как единственный источник финансирования районные власти пытаются подсократить из-за совсем плохой бюджетной ситуации в районе. Назвать положение дел в муниципальной районной газете «Призыв» чем-то уникальным нельзя. Подавляющее большинство районных газет находятся в крайне сложном финансовом положении. Коммерческая их деятельность (рекламная) – малоприбыльна. Финансовая поддержка правительства Карелии имеется, но она небольшая и принципиально не влияет на финансовую устойчивость муниципальных предприятий, издающих газеты. Потому самым надёжным источником становится муниципальный заказ, формируемый органами районной власти, однако последние пытаются экономить на собственных изданиях, сокращая расценки при сохранении объёмов официальных публикаций. В некоторых районах Карелии официальные муниципальные издания, потеряв тиражи и читателей, уже проигрывают по популярности страницам активных граждан, которые те ведут в социальных сетях.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)        

 

ИЮНЬ, 4

Олег Стрекалов

В ФЗГ обратился адвокат из Москвы Алексей Оболенец, представляющий интересы владельца регионального СМИ – компании «Чехов-ВИД» (Московская область) Олега Стрекалова, который подвергается уголовному преследованию по статьям 210 УК РФ («Создание преступного сообщества»), 159 УК РФ («Мошенничество»), 174.1 («Легализация денежных средств, полученных преступным путем»). В связи с этим адвокат А. Оболенец просил ФЗГ предоставить «данные проводимого ФЗГ мониторинга нарушений прав журналистов и СМИ на территории РФ в период с 2013 по 2017 годы, в частности, в Московской области». Также адвокат просит данные мониторинга «касательно нарушений прав собственников и учредителей региональных СМИ. В том числе касательно фактов оказания властями давления на собственников и учредителей региональных СМИ путем уголовного преследования».

**                                                                                 

 

ИЮНЬ, 4

Газета «Парма-Новости»

Елена Истомина

Первый канал

Александр Гордон

Пермский краевой суд окончательно отказал в иске к редакции Коми-Пермяцкой окружной газеты «Парма-Новости» и главному редактору Елене Истоминой, а также к столичному АО «Первый канал» и телеведущему Александру Гордону. Хозяйка деревенского приюта для обездоленных Валентина Овчинникова требовала с ответчиков 1,5 млн рублей компенсации морального вреда за умаление чести и достоинства. Похоже, истицу подвела тяга к известности. О приюте «Рассвет» из таежной деревни Афонино Юсьвинского района 4 ноября 2017 года в восторженных тонах поведал телеканал «Россия-1». Сообщив, что бывшая учительница В. Овчинникова за десять лет дала еду и кров более чем 40 бездомным, старикам, сиротам, инвалидам и бывшим заключенным, ведущий Андрей Малахов сравнил сельскую героиню с матерью Терезой. Певец Олег Газманов исполнил для «святой Валентины» песню «Мама». А певец Николай Басков обратился к пермскому губернатору Максиму Решетникову с просьбой помочь в ее мечте и отремонтировать путь длиной 2,5 километра от Афонино до проезжей дороги в деревне Урманово. После такого «Прямого эфира» в редакцию газеты «Парма-Новости» обратились родственники инвалида Андрея Епанова, который прожил в приюте полгода и умер. По словам его сестры, на теле имелись следы побоев. Журналистка Е. Истомина 10 ноября съездила в Афонино и поделилась горькими впечатлениями. Заголовки публикаций говорят сами за себя: «В приюте «Рассвет» за инвалидами не ухаживают должным образом», «Из приюта в Афонино соцзащита вывезла еще шесть стариков», «По приюту «Рассвет» в Афонино СК возбудил уголовное дело». «Первый телеканал» 20 декабря рассказал об ужасах, увиденных на Коми-Пермяцкой земле: истощенные старики, пролежни, вши, антисанитария. В тот же день на сайте «Парма-Новости» появилось сообщение о передаче - «Ведущий Александр Гордон назвал основательницу «Рассвета» садисткой». Рассмотрев иск В. Овчинниковой, Кудымкарский городской суд 23 марта 2018 года отказал в требованиях о признании распространенных сведений недостоверными и порочащими, о компенсации морального вреда. Истица пожаловалась в апелляционную инстанцию, приехала за 280 километров в Пермь. Из ответчиков никто не явился. Пермский краевой суд оставил без изменения ранее вынесенное решение, и оно вступило в законную силу. Напомним, главный редактор из Кудымкара Елена Истомина 4 апреля 2018 года объявлена победителем третьего национального конкурса «Большие победы маленьких людей» в номинации за лучшую кампанию о правах человека в прессе. Организаторами выступили Центр защиты прав СМИ и Фонд защиты гласности.

Информация Михаила Лобанова (Пермь)                      

 

ИЮНЬ, 4

Роман Сущенко

Украинский журналист Роман Сущенко приговорен к 12 годам колонии строгого режима по обвинению в шпионаже. Приговор огласил Мосгорсуд. Обвинение требовало приговорить Сущенко к 14 годам колонии строгого режима. Защита настаивала на том, что украинский журналист стал жертвой провокации. Марк Фейгин, защищавший Сущенко, заявил, что приговор будет обжалован. Он также не исключил, что Сущенко могут обменять на главного редактора издания РИА Новости - Украина Кирилла Вышинского, которого украинские правоохранительные органы обвиняют в госизмене. Роман Сущенко был задержан в Москве осенью 2016 года. ФСБ назвала Сущенко кадровым служащим главного управления разведки Минобороны Украины, собиравшим секретные сведения о деятельности российских Вооруженных сил и Росгвардии. Украинская сторона, в свою очередь, заявляла, что Сущенко - корреспондент агентства «Укринформ» в Париже, который никак не связан с разведкой. Сам Сущенко также отрицал вину.

Медуза, 4 июня                                    


ИЮНЬ, 5

Газета «Голос народа»

Телеканал «КИТ»

В ФЗГ поступила информация о том, что в январе 2018 года в Костроме прекратился выпуск еженедельной газеты «Голос народа», редакция направила уведомление в Роскомнадзор о приостановке работы на год. Также в январе 2018 года на три месяца приостановил вещание телеканал «КИТ», одновременно перестала выходить газета «Голос народа». В последние годы редакции многих печатных изданий сообщают о росте издержек, связанных со стоимостью бумаги и удорожанием услуг типографий. Кроме этого, к падению тиражей приводит то, что многие газеты не выдерживают конкуренции с интернет-СМИ. Газета «Голос народа», основанная в 2003 году, публиковала много проблемных материалов на социальные темы и была ориентирована на представителей старшего поколения. В течение многих лет газета входила в «Народную медиа-группу», но незадолго до закрытия сменила владельца. Ранее в Костроме было закрыто деловой еженедельник «Средний класс», издателем которого также выступала «Народная медиа-группа» — крупная частная бизнес-структура, владеющая тремя газетами, шестью радиостанциями в Костроме и тремя в области, а также информационным порталом k1news.

«Косторомские новости», 23 янв              

 

ИЮНЬ, 5

Роман Шель

В Карелии сотрудники полиции задержали внештатного корреспондента немецкого телеканала Arte Романа Шеля, который собирался взять интервью у мэра города Сегежа Алексея Кудряшова, об этом сообщает «Медиазона». Как рассказал изданию сам журналист, полицейские задержали его, когда он дожидался в холле одной из гостиниц мэра Кудряшова. Несколько человек в форме подошли к нему и попросили проехать с ними в отделение. По словам правоохранителей, в отношении Шеля будет составлен протокол об административном правонарушении по статье об осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (статья 19.20 КоАП). На момент публикации издания журналист находился в машине полицейских, которые везли его в отделение. Издание отмечает, что Шель имеет российское гражданство и живет в Москве.

МБХ Медиа, 5 июня                                 

 

ИЮНЬ, 6

Александра Терикова

Константин Щербина

В Нижневартовске (Ханты-Мансийский автономный округ) уволили журналиста местного телеканала N1 Александру Терикову. Это произошло после того, как она в эфире телеканала «Дождь» рассказала о выступлении воспитанников местного детского сада номер 68, которые исполняли песню «Дядя Вова, мы с тобой». Как рассказала «Дождю» сама Терикова, 6 июня ей позвонил генеральный директор телеканала и сообщил об увольнении, заявив, по её словам, что с такими политическими амбициями она может идти на тот канал, которому давала интервью. Вместе с ней уволен и программный продюсер телеканала Константин Щербина. В разговоре с «Дождем» он подтвердил эту информацию. В своем инстаграме Терикова опубликовала фотографию заявления об увольнении по собственному желанию. «Прошу уволить меня за слишком активную гражданскую позицию и за политические разногласия с редакцией телеканала», - говорится в документе. Ранее стало известно о выступлении воспитанников вокальной группы «Домисолька» в детском саду номер 68 Нижневартовска, в ходе которого дети 4-5 лет исполнили песню «о родине» «Дядя Вова, мы с тобой». Они пели о том, как вернут Аляску и пойдут в последний бой за «дядю Вову». Журналист Александра Терикова, чья дочь принимала участие в концерте, сняла происходящее на видео и опубликовала в своем инстаграме, а позже рассказала в эфире телеканала «Дождь», подчеркнув, что многие родители одобрили выбор песни.

Радио Свобода, 8 июня                                  

 

ИЮНЬ, 7

Даниил Туровский

Бывший директор «Лиги школ» Сергей Бебчук подал иск к специальному корреспонденту «Медузы» Даниилу Туровскому из-за расследования о домогательствах. Иск, следует из карточки в базе Мосгорсуда, поступил в Чертановский районный суд 18 мая. На 14 июня назначена беседа сторон. Подробности иска не раскрываются. Получить комментарии Бебчука «Медузе» не удалось. Сергей Бебчук - фигурант расследования Даниила Туровского о домогательствах к ученикам «Лиги школ», которое «Медуза» опубликовала в начале 2017 года. Двадцать выпускников школы рассказали о домогательствах со стороны Бебчука, занимавшего пост директора, и его заместителя Николая Изюмова. Лига школ» была расформирована в 2015 году. Сергей Бебчук и Николай Изюмов продолжили работать в сфере образования. После публикации о домогательствах в «Лиге школ» СК проводил доследственную проверку, по итогам которой уголовное дело возбуждено не было.

Медуза, 7 июня                                        

 

МАЙ, 7

Виктор Корб

Не дожидаясь решения следствия и суда, Росфинмониторинг включил блогера Виктора Корба в перечень «террористов» и на этом основании лишил его семью средств к существованию. Федеральная службы по финансовому мониторингу РФ не стала ждать предъявления обвинения известному омскому журналисту и блогеру Виктору Корбу. Как сообщал ранее Фонд защиты гласности, Следственное управление СКР по Омской области по заявлению УФСБ возбудило уголовное дело в отношении Корба за публикацию на одном из администрируемых им сайтов выступления в открытом судебном заседании публициста Бориса Стомахина, осужденного в апреле 2015 к 7 годам лишения свободы за «призывы к террористической деятельности». В размещении на аналитическом сайте юридического документа, который не значится в списке запрещенных материалов и находится в открытом доступе до сих пор (см. https://www.youtube.com/watch?v=Ind7H5dVx_k ) - при отсутствии доказательств, что разместил его именно Корб - следствие усматривает состав преступления по той же статье (ч.1 ст. 205 УК РФ), по какой был осужден и Стомахин. Но Виктор Корб на данный момент – не осужденный и не обвиняемый, его статус – подозреваемый. 20 мая с него была взята подписка о невыезде, 4 июня прошел первый допрос. Однако служба Росфинмониторинга, опережая события, уже зачислила его в «террористы и экстремисты». Как сообщил он сайту До-инфо, ему об этом стало известно из уведомления сервиса Яндекс.Деньги: представитель компании Светлана Барская сообщила (дословно): «с 07.06.2018 г. все расходные операции по Вашему кошельку №4100179737254 приостановлены в связи с включением Вас в Перечень террористов и экстремистов от 07.06.2018 г., размещенный по адресу http://www.fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act». Заблокированными оказались и другие личные счета Виктора Корба, и не только его, но и членов его семьи, о чем сообщает он в своем аккаунте в Твиттере - в частности, не доступен счет его дочери в российском PayPal, на который собирались пожертвования людей, откликнувшихся на призыв помочь материально омскому блогеру и его семье. Напомним, в ходе обыска 18 мая в его квартире, длившегося 10 часов, были изъяты компьютеры, гаджеты и другие личные вещи, принадлежащие не только Виктору Корбу, но и его дочери, супруге, матери.

Информация Георгия Бородянского (Омск)       

 

МАЙ, 7

ВВС

Журналисты британской телерадиовещательной корпорации, приехавшие в Нижний Новгород для съемок репортажа о подготовке города к чемпионату мира по футболу, рассказали о слежке за собой со стороны неизвестных лиц. Об этом в репортаже Би-би-си, опубликованном на сайте компании 7 июня, говорит московский корреспондент корпорации Сара Рейнсфорд. По ее словам, за съемочной группой Би-би-си в течение всего времени пребывания в Нижнем Новгороде неотступно следовали от 1 до 3 машин. Рейнсфорд в числе прочего посетила нижегородский штаб сторонников Алексея Навального. Она утверждает, что информацию о передвижениях съемочной группы из неизвестных источников получили также местные журналисты: они караулили ее членов у входа в штаб. В репортаже показано, как после окончания встречи Рейнсфорд с активистами штаба к британской журналистке подходит женщина, снимающая происходящее на телефон, и спрашивает ее по имени о впечатлениях от Нижнего Новгорода и стадиона, построенного в городе к чемпионату мира. По словам Сары Рейнсфорд, слежка за съемочной группой Би-би-си продолжилась и на следующий день, когда журналисты приехали снимать сюжет в местный футбольный клуб и на квартиру, в которой в Горьком с 1980 по 1986 год жил в ссылке академик Сахаров. Как сообщается в аннотации к репортажу Би-би-си, министерство иностранных дел России пообещало представителям корпорации изучить информацию о слежке за журналистами.

Радио Свобода, 7 июня                                          

 

ИЮНЬ, 7

Леонид Махиня

Редактор независимой интернет-газеты «Волгоградский репортер» Леонид Махиня не выходит на связь с 7 июня, телефон отключен, заявила 9 июня его жена. В последний раз созванивались с мужем 7 июня в 08.15 мск, рассказала Варвара Махиня. «Мы с ним поговорили, он сказал, что вечером не сможет забрать дочку. Я пришла вечером и обнаружила, что его нет дома. Ночью я еще на что-то надеялась, потом надежда пропала. Телефон у него выключен. Вечером 8 июня я написала заявление в полицию о пропаже мужа. Заявление зарегистрировано. Мне звонили из полиции, приходил участковый», - рассказала жена редактора независимой интернет-газеты «Волгоградский репортер». Она также отметила, что не обсуждала с мужем его профессиональную деятельность. «Я очень надеюсь, что его исчезновение не связано с ней. Такого никогда не было, я не знаю, что думать», - отметила она. По данным портала v1.ru, жена журналиста обнаружила оставленную им записку от 6 июня, в которой содержатся фразы: «Моя жизнь пошла под откос. Меня во всём всегда ущемляют». Комментариев от представителей МВД по поводу произошедшего пока не поступало. На сайте ведомства, по данным на 14.30 мск, нет информации о розыске Леонида Махини.

Кавказский Узел, 9 июня                              

 

ИЮНЬ, 7

Светлана Анохина

Патимат Амирбекова

В Махачкале полицейские не дали журналисту и активистке движения «Город Наш» Светлане Анохиной провести пикет против строительства храма в парке Ак-Гель и пытались задержать ее и журналистку газеты «Молодежь Дагестана» Патимат Амирбекову. Об этом сообщает «Кавказский узел». Светлана Анохина хотела встретиться с духовными лицами и поговорить. По ее словам, активисты хотят перенести стройку «хотя бы на 100 метров». Анохина уточнила, что на случай, если беседа не состоится, она вязала с собой плакат. На площадке, где собираются строить храм, проходил молебен, и сотрудники полиции не пустили ее туда. Одни полицейские говорили, что у них есть такое указание, другие - что не пускают ее по собственному желанию, третьи - что мероприятие закрытое. Анохина показала свое журналистское удостоверение и была готова показать сумку, но полиция требовала развернуть бумаги, которые были у нее в руках. Журналистка спросила, на каких основаниях они это требуют. По словам Анохиной, сотрудники полиции вели себя грубо. Полицейский выхватил у нее из рук листовку, скомкал и бросил на землю. Когда женщину пытались в очередной раз посадить в служебную машину, она упала. В этот момент, рассказывает Анохина, приехала журналистка Патимат Амирбекова и стала снимать происходящее на телефон. Тогда Амирбекову тоже попытались задержать. У нее потребовали документы и посадили в машину. «У меня забрали телефон, сказали, что они не знают, кто я, и что, возможно, я террористка. Они посадили меня в свою машину и отпустили только когда туда приехали мои коллеги и другие журналисты. Только тогда они и телефон вернули», - рассказала «Кавказскому узлу» Патимат Амирбекова. Служебное удостоверение Анохиной полиция вернула тоже только после того, как приехали другие журналисты. Тогда женщина смогла встать с одиночным пикетом, а после молебна она поговорила со священником.

ОВД-Инфо, 8 июня                         

 

ИЮНЬ, 8

Алексей Касьян

Правоохранители пришли с обыском в квартиру к лингвисту Алексею Касьяну в Москве. Он сам сообщил об этом в Facebook. По словам Касьяна, обыск проводится в его отсутствие в рамках дела по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды»). Подробности происходящего неизвестны. Оперативники в ходе обыска изымают компьютерную технику специалиста. «Предполагаю, что заявление подал один из обиженных фигурантов «Диссеропедии журналов», - написал лингвист. Брат Алексея Касьяна Николай рассказал «Медузе», что обыск начался в восемь с небольшим утра. Он узнал об этом в половине девятого и сразу приехал на место. Их отец в настоящее время отъехал на пару дней в другой город. По словам Николая, у оперативников был ордер, но никаких подробностей он не знает и не успел ни с кем переговорить. Алексей Касьян - доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института языкознания РАН. Он участвует в международном проекте «Глобальная лексикостатистическая база данных» и входит в состав редакционной коллегии журнала «Вопросы языкового родства». Эксперты «Диссеропедии российских журналов», о которой упомянул Касьян и основателем которой он является, в декабре 2016 года во всех научных журналах, издаваемых при содействии Министерства внутренних дел, обнаружили некорректные заимствования и использование материалов других авторов без упоминания первоисточника. Проект был запущен 13 декабря того же года участниками сообщества «Диссернет», занимающегося поисками фальсификации в защищенных в РФ диссертациях. В базе данных «Диссеропедии» - более 500 журналов, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией (ВАК) для публикаций соискателей ученых степеней.

Newsru.Com, 8 июня                                          

 

ИЮНЬ, 9

Борис Образцов

В Калининграде Ленинградский районный суд приговорил главного редактора газеты «Тридевятый регион» Бориса Образцова к 3 годам и 6 месяцам колонии общего режима за вымогательство более 1,1 млн рублей. Эту сумму, как установил суд, журналист вымогал у компании, которая занимается разработкой калийно-магниевого месторождения в Багратионовском районе. Образцову грозило 8 лет колонии, но судья Наталия Беглик изменила категорию тяжести преступления, сославшись на «исключительные смягчающие обстоятельства». Судья пришла к выводу, что финансовая поддержка фонда компанией «Стриктум» выдвигалась Образцовым как основное условие для прекращения негативных публикаций в подконтрольных ему СМИ. Из приговора следовало, что именно подсудимый инициировал летом 2016 года разговоры с представителями компаний «Стриктум» и «К-Поташ Сервис». В этих беседах Образцов говорил, что решить вопрос с критическими заметками о деятельности компаний могла бы сумма в диапазоне от 1 до 1,4 миллиона рублей. К этим разговорам журналиста подталкивали финансовые трудности, которые испытывал его Фонд развития Багратионовского района, в рамках которого Борис Образцов, в частности, закупал подарки для школьников. Сами статьи были признаны экспертами одиозными, направленными в первую очередь на очернение компаний, которые разрабатывают калийно-магниевый рудник в Нивенском. Автором этих заметок была местный депутат Тамара Брагина, вокруг которой объединились протестующие против создания горно-обогатительного комбината в Нивенском. В приговоре было уделено некоторое внимание деловым отношениям Бориса Образцова с активистами группы «Резонанс 39» - противниками строительства завода. Образцов, в частности, печатал в своей типографии листовки этой группы. Как раз именно публикациями «Резонанса 39» в своем издании Борис Образцов пугал представителей компаний. Во всяком случае, к такому выводу пришла судья Наталия Беглик. Целью этих публикаций, как говорил сам Образцов, было «качать народ». Все это, как отмечала судья, повлекло за собой существенный репутационный ущерб компаниям. Упомянула Наталия Беглик и о связях Образцова с экс-главой Багратионовского района Олегом Иваниным. Главред «Тридевятого региона» утверждал, что Иванин его «подставил», когда прекратил финансировать фонд, и именно непорядочность экс-чиновника, якобы подтолкнула журналиста к диалогу со «Стриктумом». Переговоры между журналистом и компанией в итоге закончились задержанием Образцова в клубе «Амстердам». Главреду «Тридевятого региона» в рамках «оперативных мероприятий ФСБ», передали даже больше, чем он просил - 1 млн 100 тысяч рублей. Образцов считает, что это было сделано специально, чтобы привлечь его по более тяжкой статье. Все 220 купюр номиналом по 5000 рублей лежали в пакете c надписью «For you». Наталия Беглик признала Образцова виновным в вымогательстве в особо крупном размере (пункт «б», часть 3 статьи 163 УК РФ), однако сочла, что репутация Образцова позволяет назначить ему наказание ниже минимального предела. Беглик указала, что на иждивении у журналиста находится престарелая мать, сам он собирается заводить семью, и вообще проявлял себя как человек, который довольно много занимается благотворительной деятельностью. Преступление, в совершении которого обвиняли Образцова, переквалифицировали с особо тяжкого на тяжкое. Совокупность смягчающих обстоятельств судья признала исключительной и назначила Образцову 3 года и 6 месяцев лишения свободы колонии общего режима. «Суд считает, что исправление подсудимого может быть только при отбывании реального наказания», - завершила речь Наталия Беглик. Все заявления Образцова по поводу сфабрикованности уголовного дела и провокативности бизнесменов судья сочла неубедительными.

Новый Калининград, 9 июня                             

 

ИЮНЬ, 9

«Газета Недели в Саратове»

«Газета Недели в Саратове» прекратила существование. Последний номер газеты вышел 5 июня, сообщил корреспонденту «Четвертой Власти» главный редактор издания Дмитрий Козенко. Он рассказал, что в «Газете Недели» работали 8 пишущих журналистов, теперь часть из них перейдет на работу в другой проект ООО «Издательский дом «Энергия» - информационное агентство «Свободные новости». Технических сотрудников сократят по трудовому законодательству. На вопрос журналиста, почему принято решение прекратить выпуск газеты, главред Козенко коротко ответил: «Бумажное издание». По неофициальной информации, закрытие газеты связано с финансовыми трудностями, который начал испытывать издатель Аркадий Евстафьев после прекращения полетов «Саратовских авиалиний». Напомним, «Газета Недели в Саратове» вышла в свет 12 февраля 2008 года.

Четвертая власть, 9 июня               

 

ИЮНЬ, 9

Николай Усков

Николай Усков освобожден от должности главного редактора российской версии журнала Forbes, исполняющим обязанности главреда назначен Николай Мазурин, ранее трудившийся шеф-редактором издания, сообщает ТАСС. В медиагруппе ACMG, которая владеет лицензией на издание журнала в России, отметили, что данный кадровый шаг продиктован «неудовлетворенностью качеством работы» 47-летнего Ускова, систематическими нарушениями трудовой дисциплины, а также регулярным участием в неких «сторонних мероприятиях других брендов». «Александр Федотов уволил меня из журнала Forbes. За участие в передаче «Особое мнение» на «Эхе Москвы»! Он также предложил мне нехилую компенсацию: сумму, немного не дотягивающую до ста тысяч долларов. Возможно, вы удивитесь, но я отказался. Не то, чтобы я счел эту компенсацию маленькой. Я считаю ее слишком большой», - прокомментировал свое увольнение на странице в Facebook Николай Усков. Также он назвал причины своего увольнения. «Федотов отлично понимает, почему в ситуации, когда он полгода не платит гонораров авторам, фотографам и агентствам, задерживает и не доплачивает жалования штатным сотрудникам Forbes (с конца марта), задолжал типографии миллионы рублей, не платит налогов, аренды и прочего, прочего, прочего, он, тем не менее, должен предложить Ускову практически годовую зарплату. Все очень просто. Федотов надеется, что я буду молчать и, сытно урча, «отползу» в сторону «заниматься другими проектами». Но я этого не сделаю и объясню, почему», - говорит Усков. По его словам, Александр Федотов с первого дня вмешивался в редакционную политику. «Многим хорошо известно о попытках Федотова вмешиваться в редакционную политику Forbes: средства массовой информации об этом много раз сообщали. Эти попытки предпринимались практически с первого месяца моей работы, но их удавалось нейтрализовать благодаря византийским свойствам моей натуры. Однако после скандала с изъятием из нашего зарплатного рейтинга сведений о зарплате главы ВТБ Андрея Костина мои отношения с Федотовым кардинально изменились», - рассказал он. Никалай Усков также рассказал, что намерен обратиться в суд. «По российским законам уволить сотрудника непросто, уволить главного редактора еще сложнее, а уволить главного редактора, при котором журнал на 25% увеличил свои доходы, - вообще забавно. Но беда в том, что у Федотова в бизнесе, мягко говоря, не все получается. Разумеется, я подам на него в суд, но не за тем, чтобы получить c него деньги. Я от них уже отказался. Пусть лучше заплатит сотрудникам, фрилансерам, налоги. А еще я рассчитываю, что факты, которые непременно станут достоянием гласности, затруднят в будущем вмешательство в работу редакции и привлекут внимание хозяев бренда (это, кстати, не американцы, а дружественные нам китайцы) к опасной ситуации, сложившейся в журнале Forbes Россия», - резюмировал он.                      

Лайф.Ру, 11 июня; Курсив.KZ, 13 июня               

 

ИЮНЬ, 12

СМИ Пензы

В Пензе начальник управления внутренней политики правительства области Павел Маслов препятствовал журналистам освещать мероприятие по закладке капсулы потомкам. «Здесь нельзя стоять. Нельзя здесь проходить. Обойди и зайди с той стороны», - требовал чиновник от представителей прессы.

Пенза Онлайн, 13 июня                                       

 

ИЮНЬ, 13

Антон Чаблин

Союз журналистов Ставропольского края принял заявление с требованием от правоохранительных органов в кратчайшие сроки разыскать виновных в избиении Антона Чаблина, квалифицировать их действия и передать дело в суд. «Президиум Ставропольского краевого отделения Союза журналистов России от лица самой крупной творческой организации края и страны выражает категорическое неприятие произошедшего, - говорится в заявлении. – Это преступление не только имеет высокую общественную опасность, но его раскрытие - дело чести для тех, кто призван обеспечивать законность и правопорядок. К сожалению, в последнее время на Ставрополье участились случаи воспрепятствования законной деятельности журналистов с применением насилия, и вот дошло уже до телесных повреждений». Президиум письменно потребовал от руководства прокуратуры края и полицейского главка быстрой и результативной реакцию, пообещав, что это преступление непременно останется в фокусе внимания президиума. Солидарность с журналистами проявили и депутаты. На заседании краевой Думы парламентский запрос начальнику ГУ МВД России по Ставропольскому краю поддержали лидеры всех четырех фракций: ЛДПР, КПРФ, «Единая Россия» и «Справедливая Россия». В нем – напоминание о Конституции РФ и Законе «О СМИ», гарантирующих свободу слова, и просьба - «в пределах ваших полномочий рассмотреть настоящий запрос и о результатах нас проинформировать». Так получилось, что последней (в связи с еженедельностью выхода издания) откликнулась на избиение своего сотрудника именно «Открытая газета». Она поблагодарила коллег, депутатов и читателей – всех, кто поддержал Антона после бандитского нападения, но выразила глубокое сомнение в том, что виновные будут установлены и наказаны. Газета напомнила о наиболее нашумевших нападениях на независимых журналистов и о полицейском цинизме при расследовании этих ситуаций. Вот и сейчас нападавшие были абсолютно уверены в полной безнаказанности: акция была спланирована, журналиста специально поджидали и напали сзади, расправа происходила в центре города, прямо перед входом в опорный пункт полиции, под многочисленными видеокамерами, налетчики не скрывали своих лиц и того, что выполняли заказ, потому что сопровождали избиение требованиями  «заткнуться» и «не распускать язык». Преступление, которое, по мнению редакции, невозможно квалифицировать иначе, как воспрепятствование журналистской деятельности с применением насилия, было в полиции оценено как «побои». При этом и редакция, и сам Чаблин узнали о возбуждении дела только с сайта полиции – за неделю следователи даже не удосужились сообщить об этом самому журналисту. Ожидаемо для редакции оказалось и глухое молчание губернатора, словно не заметившего нападения на журналиста. Напоминаем, что журналиста Антона Чаблина избили в Ставрополе 26 мая. Он сам, коллеги и читатели связывают нападение с серией его расследований, опубликованных в «Открытой» - о растаскивании земель федерального заказника «Русский лес» и федерального памятника археологии - Грушевского городища.

Информация Ольги Васильевой (Омск)                          

 

ИЮНЬ, 13

Дмитрий Пашинов

В селе Доброе Липецкой области задержали журналиста газеты «Правда» Дмитрия Пашинова, которого обвиняют в оскорблении заместителя прокурора (ст. 319 УК РФ). Об этом журналист сам сообщил ОВД-Инфо. Пашинова задержали на выходе из здания суда сразу после того, как журналист выиграл дело по иску о незаконном задержании в мае. В отделе полиции журналисту сообщили об окончании следствия. Пашинов отметил, что его в течение двух часов знакомили с делом и держали в отделе. Журналиста не выпускали на воздух, у него обострилась астма, из-за чего полицейским пришлось вызывать скорую. Врачи направили Пашинова в стационар, и в палате следователь продолжал зачитывать журналисту дело. 31 мая Пашинова обвинили в оскорблении заместителя прокурора. Ранее журналист фигурировал в деле в качестве подозреваемого. В мае 2017 года между Дмитрием Пашиновым и заместителем прокурора Добровского района Андреем Пажетных произошел конфликт из-за общественной деятельности журналиста. По словам Пашинова, Пажетных отталкивал его, выгоняя из кабинета, несколько раз пытался закрыть дверь, пока журналист стоял в дверном проеме, в результате чего у Пашинова покраснела и опухла рука. Журналист отмечает, что не оскорблял заместителя прокурора. Пашинов считает обвинение местью за обращения в прокуратуру по фактам коррупции и воровства средств из бюджета. Журналист отмечает, что не раз публично критиковал прокуратуру, в том числе и лично Андрея Пажетных.

ОВД-Инфо, 14 июня                      

 

ИЮНЬ, 13

Сайты правоохранительных органов на Сахалине

Пресс-службы сахалинских правоохранительных органов получили установку на период предстоящего в России чемпионата мира по футболу не давать в СМИ негативные новости, сообщает ИА Sakh.com. Действительно, если заглянуть на сайт регионального управления Следственного комитета, можно увидеть, что обновления по новостям из мира криминала закончились 9 июня. В УГИБДД последняя новость о ДТП датируется 6 июня, а далее сообщается о проведении профилактических мероприятий для велосипедистов, на железнодорожных переездах, с детьми в лагерях дневного пребывания. На сайте УМВД после 6 июня новостные материалы повествуют исключительно о тех же профилактических акциях, частично дублирующих УГИБДД, последнее обновление - 8 июня. Пока неизвестно, касается ли запрет на негатив остальных силовиков: пограничников, таможни, полиции на транспорте и других. На сайте Дальневосточной таможенной службы последняя новость датируется 9 июня и посвящена задержанию туристки из Китая, которая хотела скрыть в белье 173 фрагментов бивней мамонта. На сайте МВД России «плохие» новости закончились 6 июня, а последние посвящены вручению первых паспортов жителям различных городов, конкурсу детского рисунка, торжественному открытию скульптуры участкового уполномоченного в Томской области и т. п. Отметим, на Сахалине нет городов, которые принимают матчи мундиаля.

NEWSru.com, 13 июня                          

 

ИЮНЬ, 14

Владимир Сахаровский

В суде Еврейской автономной области завершился, пожалуй, один из самых курьёзных процессов последнего времени. Судья Светлана Умникова прекратила производство по делу в связи с отсутствием в действиях редактора «Набата» события административного правонарушения. История началась 19 декабря 2017 года. Сотрудники территориального отдела Роскомнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО сочли ненормативной лексикой слово, произнесенное в ролике, размещенного в интернет-газете «Набат». Автор видеоролика, автолюбитель, снимая разлив канализационных вод, затопивших гаражи, воскликнул: «Это полный пипец!». Это и стало поводом для составления протокола об административном правонарушении на главного редактора «Набата» Владимира Сахаровского. Полгода длился суд, было проведено две экспертизы - фоноскопическая и фонолингвистическая. Более двух месяцев сотрудники отдела фоноскопических экспертиз Экспертно-криминалистического центра УМВД России по Хабаровскому краю тщательно исследовали предоставленный Роскомнадзором видеоролик. Эксперт-лингвист сделал вывод: «слово «пипец», произнесённое в конце монолога, не является обсценным, а является эвфемизмом. Словарь трактует следующие значение слова «пипец»: «конец, печальный итог». Независимая интернет-газета «Набат» делится со своими читателями радостной новостью: «Таким образом, административному делу, инициированному территориальным отделом Роскомндазора, пришёл полный «пипец», то есть, «конец, печальный итог».

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)          

 

ИЮНЬ, 14

Telegram

Московский городской суд рассмотрел жалобу представляющих Telegram юристов на решение предыдущей инстанции о блокировке мессенджера, передает радиостанция «Говорит Москва». «Решение суда первой инстанции оставить без изменения», - огласила решение судья. Ранее на заседании представитель Роскомнадзора сообщила, что надзорное ведомство и ФСБ в течение года убеждали владельцев Telegram изменить архитектуру мессенджера таким образом, чтобы правоохранительные органы могли получать доступ к переписке пользователей.

Полит.Ру, 14 июня                                  

 

ИЮНЬ, 14

Сайт «МБХ медиа»

Таганский районный суд Москвы не удовлетворил иск экс-главы ЮКОСа и основателя движения «Открытая Россия» Михаила Ходорковского о признании незаконным «бездействия Роскомнадзора» в отношении заблокированного этим ведомством сайта «МБХ медиа». Суд отказал в разблокировке ресурса. «Несмотря на все доводы, в разблокировке сайта суд отказал и признал действия Роскомнадзора законными», - цитирует «Интерфакс» сообщение пресс-службы «Открытой России». В организации пообещали подать апелляционную жалобу на решение Таганского суда. По словам адвоката Сергея Бадамшина, когда Генпрокуратура потребовала заблокировать «МБХ медиа», ведомство привело определенные материалы, которые нужно удалить. «МБХ медиа» эту информацию удалило, что является основанием для разблокировки сайта, - отметил юрист. - Соответствующее уведомление подали в Роскомнадзор, но он отказал нам в восстановлении доступа и продолжает блокировать «МБХ медиа». После этого в суд и был подан иск о бездействии Роскомнадзора». Бадамшин утверждает, что «прокуратура и Роскомнадзор не могут сформулировать претензии к тому контенту и той информации, которую нужно удалить». По его словам, ведомствам недостаточно той информации, которую с сайта уже удалили, - эти материалы они называют «лишь примерами». Роскомнадзор заблокировал сайт «МБХ медиа» 21 февраля по требованию Генпрокуратуры РФ. Этот проект появился после того, как в декабре прошлого года ведомство заблокировало сайт «Открытой России» на территории РФ как нарушающий российское законодательство о нежелательных организациях. В апреле 2017 года Министерство юстиции РФ признало «нежелательными» британские организации Otrkritaya Rossia и Open Russia Civic Movement. В движении «Открытая Россия» изначально указывали, что они не имеют к ним никакого отношения. Однако 12 декабря Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры начал блокировать сайты «Открытой России». После этого «Открытая Россия» запустила новый проект – «МБХ медиа».

NEWSru.com, 14 июня                                          

 

ИЮНЬ, 14

Александр Валов

Накануне открытия в России Чемпионата мира по футболу 2018 «Репортеры без границ» начали информационную кампанию против постоянно растущего давления Кремля на российскую журналистику и в поддержку тех, кто оказывает ему сопротивление. Информационная кампания началась с возведения в Париже макета футбольного поля, на котором были установлены выполненные в человеческий рост фотографии журналистов, находящихся в заключении в России. Среди них был и главный редактор «Блога Сочи» Александр Валов. В ходе акции также распространяли коллекцию наклеек, посвященных заключенным журналистам «Еще никогда с момента крушения СССР в 1991 году такое число журналистов – как штатных, так и интернет-блогеров – не находилось в тюрьме. Кампания будет продолжена и в предстоящие недели, чтобы самое значительное медиа-событие года не служило пропагандистской машине путинской системы, маскируя все более радикальное снижение уровня плюрализма СМИ в этой стране», - сообщается на сайте организации. Напомним, следствие обвиняет Валова в том, что летом 2016 года он вымогал 300 тысяч рублей у депутата Госдумы от ЛДПР Юрия Напсо за удаление с сайта «БлогСочи» статей о бассейне на пляже. В статьях говорилось, что Напсо огородил часть общественного пляжа и построил бассейн в микрорайоне Лоо города Сочи. Сам Александр Валов вину отрицает и считает действия полиции политически мотивированным преследованием. «Репортеры без границ» отмечают, что не менее 34 журналистов было убито со времени прихода Владимира Путина к власти. В подавляющем большинстве случаев следствие не дало результатов, а заказчики так и не были установлены.

Голос Кубани, 14 июня                                            

 

ИЮНЬ, 14

Съемочная группа РЕН ТВ

В Москве в ходе конфликта вокруг одного из подземных паркингов съемочной группе РЕН ТВ, освещавшей инцидент, неизвестные молодые люди атлетического сложения угрожали физической расправой. Кроме того, они оскорбляли журналистов и мешали проводить съемку. Телеканал РЕН ТВ в связи с этим обратился в полицию с заявлением о препятствовании профессиональной деятельности журналистов.

РЕН ТВ, 14 июня                                   

 

ИЮНЬ, 14

Телеканал «Дождь»

Санкт-Петербургское УМВД прислало в редакцию телеканала «Дождь» новый запрос по делу о «клевете» на криминального авторитета Илью Трабера, возбужденному после выхода фильма «Питерские». В частности, полицию интересует, когда бывший главред «Дождя» Роман Баданин вернется в Россию. В редакции отмечают, что на эти вопросы уже отвечали ранее. Первая серия «Питерских» рассказывает о партнерстве Трабера с Николаем Шамаловым, бывшим сватом Путина.

Грани.Ру, 14 июня                                                   

 

ИЮНЬ, 15

Алексей Кунгуров

Известный тюменский блогер и политтехнолог Алексей Кунгуров, вышедший из колонии после отбытия двух лет лишения свободы по статье «Оправдание терроризма» за пост в «Живом журнале», в ближайшее время намерен покинуть Россию: силовики якобы угрожают ему новыми преследованиями, передает корреспондент «Ведеомостей Урал». Как известно, Алексей Кунгуров в конце 2016 года был признан виновным «оправдании терроризма» по ст. 205 УК РФ («Террористический акт») и приговорен к двум годам шести месяцам колонии-поселения за пост на Livejournal под названием «Кого на самом деле бомбят путинские соколы» с критикой военной операции России в Сирии. Правозащитный центр «Мемориал» официально признал Кунгурова политзаключенным. Политический мотив преследования Кунгурова прямо обозначен в постановлении о привлечении его в качестве обвиняемого. В нем, в частности, отмечено, что Кунгуров «неоднократно публично выражал политические позиции, взгляды и убеждения» оппозиционные законной власти, отмечали в «Мемориале». По оценке правозащитного центра «Сова», опубликованная Кунгуровым статья «представляет собой анализ внутренней ситуации на Ближнем Востоке и не содержит никаких призывов к терроризму». По словам уральского блогера, после своего освобождения из колонии он намерен уехать из России. В какую именно страну собирается эмигрировать тюменец, пока неизвестно. Алексей Кунгуров пояснил, что такое решение он принял, потому что во время заключения ему сообщили о том, что после выхода на свободу «скоро с ним опять будут бороться». Кроме того, политическая ситуация в нашей стране Кунгурова крайне не устраивают. По мнению уральца, в ближайшие годы ситуация со свободой слова и политической конкуренцией в России, скорее всего, не изменится.

«Ведомости Урал», 15 июня                                     

 

ИЮНЬ, 17

Алексей Клёцкин

Приморский адвокат Алексей Клёцкин выиграл суд у журналистки, которая оскорбила его в социальной сети, сообщает РИА VladNews со ссылкой на страницу адвоката в Facebook. Летом 2017 года Алексей Клёцкин участвовал в своей избирательной кампании по выборам в думу Владивостока. Журналистка написала в комментариях к его посту оскорбления и клеветнические высказывания. «Возможно, если бы это сделал простой человек, я бы и не среагировал. Ну, нельзя за каждой птичкой, которая «накакала» тебе на голову, гоняться с ружьём по всему городу. Но журналист – это совершенно другое дело. Властитель дум, человек, непосредственно влияющий на формирование общественного мнения, который обязан (как мне кажется) следовать нормам профессиональной этики», - пишет Алексей Клёцкин. Так появился иск о защите чести и достоинства. Главной проблемой стало то, что для подачи иска необходимо указать полное ФИО ответчика и место жительства. Так как адрес относится к персональным данным, свободного доступа к которым нет, адвокат обратился к прокурору с просьбой привлечь виновника к административной ответственности по статье 5.61 КоАП РФ («Оскорбление»). Отметим, что только прокурор может возбуждать административное дело по этой статье. Прошло некоторое время, а Алексей Клёцкин не получил ответа, в итоге все сроки для привлечения к ответственности истекли. Иск все-таки был подан, однако суд отказался рассматривать заявление. «Суд не захотел рассматривать мой иск, требуя доказать то, что по гражданско-процессуальному кодексу я доказывать не обязан. А именно, что ответчик действительно проживает по указанному мной адресу. Иск был оставлен без движения, а в последующем возвращен без рассмотрения. Через краевой суд удалось всё это отменить», - рассказывает адвокат. Фокинский суд в итоге вынес решение по делу. Иск был удовлетворён, распространённые ответчиком сведения признаны оскорбительными, порочащими честь и достоинство, а также не соответствующими действительности. Помимо этого, с женщины взысканы расходы по проведению лингвистической экспертизы, и иные судебные расходы, оплата услуг представителя в суде и моральный вред. Кроме того, на ответчика возложена обязанность опровергнуть распространённые сведения. «Суд признал, что я: «Не скот толстый. Не упырь. Не «фу, а не мужик». Не отжимал у детей яхт-клуб, будучи мэром Большого Камня, - написал Клёцкин на свой странице в социальной сети. - Больше всего меня, конечно, радует первый пункт. Возможно, я первый человек в России, который теперь имеет документальное подтверждение (в виде решения суда) что он не толстый! Следующий этап – заявление о возбуждении уголовного дела по статье 128.1 УК РФ («Клевета»)».

Приморье 24, 17 июня                                     

 

ИЮНЬ, 18

НТВ

Верховный суд Карелии, рассмотрев апелляционную жалобу прокуратуры Петрозаводска, вернул уголовное дело в отношении руководителя карельского отделения общества «Мемориал» Юрия Дмитриева на новое рассмотрение в Петрозаводский городской суд. Ю. Дмитриев обвиняется по трём статьям Уголовного Кодекса РФ: растление своей малолетней приёмной дочери, изготовление порно материалов с её участием и хранение дома частей огнестрельного оружия. Обвинение требовало для Дмитриева наказания в виде 9 лет колонии строгого режима. Однако судья Петрозаводского горсуда М. Носова не нашла доводы следствия и обвинения убедительными, в результате два первых эпизода уголовного дела, связанные с развратными действиями в отношении несовершеннолетнего ребёнка и фотосъёмкой приёмной дочери, были отклонены. А за хранение частей огнестрельного оружия Дмитриев был осужден на 2,5 года ограничения свободы, но поскольку время его нахождения в следственном изоляторе было зачтено как отбытие срока, то в итоге Дмитриеву оставалось провести под надзором всего три месяца (с момента вынесения судебного решения, состоявшегося 5 апреля 2018 г.). С решением Петрозаводского суда не согласились обе стороны судебного спора. Защита Дмитриева настаивала на отмене уголовного наказания за хранение частей огнестрельного оружия, а прокуратура Петрозаводска не соглашалась с тем, что два первых «сексуальных» обвинения были с Дмитриева сняты. Коллегия по уголовным делам Верховного суда, изучив материалы дела, вернула его в первую инстанцию. Судебный процесс над Ю. Дмитриевым имеет широкий общероссийский информационный резонанс, и потому появление у стен Верховного суда Карелии корреспондента телекомпании НТВ - дело обычное, и прежде федеральные каналы были внимательны к данному процессу, которое сторонники Юрия Дмитриева считают «заказным» и «политическим». Когда корреспондент НТВ после завершения заседания в Верховном суде Карелии попыталась подойти к Дмитриеву, чтобы задать ему вопросы, то сопровождавшие его представители общественности, сочувствующие Дмитриеву, повели себя довольно странно, начав физически оттеснять корреспондента от Дмитриева, препятствуя работе журналиста. Возникла конфликтная ситуация - общественники мешали ведению съёмки. Шумная перепалка с беготнёй вынудила вмешаться в происходящее судебного пристава, появление которого несколько снизило накал страстей. Тем не менее, интервью с Ю. Дмитриевым у телекомпании НТВ не состоялось.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)            

 

ИЮНЬ, 18

Артемий Зайцев

В сентябре на Дону пройдут выборы в Законодательное собрание Ростовской области. Партия «Единая Россия» в преддверии этого события провела предварительное голосование по отбору своих кандидатов, в нём могли принять участие все желающие независимо от партийной принадлежности и политических взглядов. Известный ростовский блогер Артемий Зайцев пришёл на участок № 53/182, чтобы отдать свой голос за самого, по его мнению, достойного кандидата и заодно сделать несколько фотографий. Однако снимать на избирательном участке ему не разрешили. «Ко мне подошла председатель избирательной комиссии и запретила делать кадры. Получился небольшой скандал, женщина угрожала мне судом, - рассказал Зайцев журналистам интернет издания «Блокнот». - Я попытался позвонить в «Единую Россию», но у них в такой день, оказывается, был выходной. Телефон горячей линии электронного предварительного голосования не отвечал, аналогично и по трем другим номерам. Я всё равно напишу обращение, чтобы прояснить инцидент». Согласно действующему законодательству представителям СМИ снимать во время выборов прямо разрешено (ч. 11¹ ст. 30 закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Аналогичное разрешение содержится в ч. 14 ст. 23 закона «О выборах Президента Российской Федерации». Однако закон не содержит запретов на съемку и для других граждан, а значит, снимать можно всем. Нельзя нарушать тайну волеизъявления: фотографировать и снимать на видео урну для голосования, списки избирателей, избирательные бюллетени с отметками, процесс голосования в кабинке. Впрочем, с согласия голосующего можно делать и это. Блогер Зайцев закон не нарушал, так что с этим инцидентом теперь разбирается областная избирательная комиссия.

Информация Анны Лебедевой (Ростов-на-Дону)         

 

ИЮНЬ, 18

Первый канал

Первый канал снял с эфира интервью Владимира Познера с основателем «Другой России», писателем Эдуардом Лимоновым. Об этом Познер сообщил изданию Znak.com. Причину снятия программы Познер не назвал, хотя, по собственным словам, «предупредил руководство», что «расскажет, как все было», если его спросят. «К сожалению, я не могу вам сказать причину. Она не имеет отношения к Лимонову непосредственно. Не имеет отношения ко мне. Не имеет отношения к содержанию. Может, как-нибудь потом скажу больше», - цитирует телеведущего издание. «Я давно хотел позвать Лимонова, но руководство телеканала не давало добро. В конце концов, я получил разрешение и мы встретились», - рассказал Познер. По его словам, сперва он планировал выпустить программу 4 июня, но вместо этого его попросили дать в эфир другой выпуск. Познер «был абсолютно убежден, что Лимонов выйдет 18 июня», но «в последний момент программу сняли». О невыходе программы в эфир утром 21 июня сообщил Эдуард Лимонов. Он отметил, что с момента интервью в программе Познера «пошел второй месяц». Писатель Эдуард Лимонов был лидером запрещенной Национал-большевистской партии. В 2010 году он вместе с другими членами НБП основал партию «Другая Россия», которая не была зарегистрирована Минюстом.

Медуза, 21 июня                                       

 

ИЮНЬ, 18

Александр Валов

Содержащийся под стражей редактор издания «БлогСочи» Александр Валов при неясных обстоятельствах получил ранение в живот. Об этом, как сообщил адвокат международной правозащитной группы «Агора» Александр Попков, стало известно на заседании Центрального районного суда Сочи о продлении Валову меры пресечения в виде содержания в СИЗО. Арест журналиста продлили до 19 июля без его участия. Попков считает, что это решение вынесено с процессуальными нарушениями. По словам юриста, во время заседания следователь по особо важным делам Евгений Сидоренко сказал, что Валова доставили в больницу Армавира с проникающим ранением брюшной полости. Адвокату также показали медицинское заключение, в котором говорится, что «Валов якобы сам себе воткнул ручку в живот, но это все сейчас требует тщательной проверки», - сказал Попков. 20 января Александра Валова задержали после обысков. Его обвиняют в вымогательстве. Как считает следствие, блогер вымогал 300 тысяч рублей у депутата Госдумы от ЛДПР Юрия Напсо. Сам Валов свою вину не признает и связывает уголовное преследование с деятельностью сайта «БлогСочи».

Радио Свобода, 18 июня   

                                

ИЮНЬ, 18

Telegram

Мессенджер Telegram подал в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вторую жалобу; она касается решения властей России о блокировке мессенджера. Об этом в своем телеграм-канале сообщил Павел Чиков, глава международной правозащитной группы «Агора». Ранее ЕСПЧ зарегистрировал жалобу Telegram на штраф, назначенный за отказ предоставить ФСБ ключи шифрования переписки пользователей. Юристам мессенджера также предложили подать отдельную жалобу на решение о блокировке. В жалобе говорится, что из-за ограничения доступа к Telegram до 15 миллионов пользователей могут лишиться безопасного сервиса для обмена сообщениями, архива данных и независимого источника информации, которым, по мнению юристов мессенджера, стали публичные телеграм-каналы «в условиях сильной государственной цензуры традиционных СМИ». Заявитель подчеркивает что в его деле российские власти даже не пытались установить баланс между необходимостью противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности и защитой прав граждан на уважение частной жизни и права Заявителя на распространение информации. В апреле 2018 года суд по просьбе Роскомнадзора принял решение о блокировке Telegram из-за отказа мессенджера предоставить ФСБ ключи шифрования переписки пользователей. При попытке ограничить работу Telegram Роскомнадзор заблокировал около 20 миллионов IP-адресов, в том числе принадлежащих крупным хостинг-провайдерам. Из-за этого многие сторонние сайты и сервисы столкнулись со сбоями. Впоследствии Роскомонадзор разблокировал большинство IP-адресов, внесенных в реестр запрещенных сайтов.

Медуза, 18 июня                                                 

 

ИЮНЬ, 18

Первый канал

Russia Today

Аадвокаты Литвиненко и Гольдфарба направили Константину Эрнсту и Маргарите Симоньян письма с требованием опровержения клеветы, прозвучавшей в их эфире Первого канала и Russia Today. В январе 2016 года в Великобритании был опубликован доклад об итогах публичного расследования убийства Александра Литвиненко. Автор доклада, председательствовавший на открытых слушаниях судья сэр Роберт Оуэн, назвал исполнителями убийства Литвиненко Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна, подчеркнув, что за ними стояло российское государство, однако российских телезрителей убеждают в том, что бывшего офицера ФСБ убили его друзья-политэмигранты. «В марте и апреле в передачах, посвященных отравлению Сергея и Юлии Скрипаль, делу Литвиненко было уделено много времени с очевидной целью доказать, что российская власть не имеет отношения ни к тому, ни к другому отравлению. Среди прочего прозвучало ложное утверждение, что Литвиненко был отравлен Александром Гольдфарбом, якобы по заданию ЦРУ. Утверждалось также, что Марина дала ложные показания на слушаниях по делу Литвиненко в лондонском суде. Вся эта ложь прозвучала в эфире, несмотря на то, что руководству телеканалов было прекрасно известно, что убийцами Литвиненко являются Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун, как было установлено в судебном порядке в «Публичном дознании» в Лондоне в 2016 году. Мы не слишком надеемся на опровержение и начали работу над исковым заявлением в Федеральный суд в Манхэттене», - говорится в письме.

Радио Свобода, 19 июня                                

 

ИЮНЬ, 18

«Медиазона»

Znak.com

Радио Свобода

NEWSru.com

«Сноб»

Усть-Лабинский районный суд в Краснодарском крае отказался допустить Алексея Навального, «Медиазону» и издание Znak.com в качестве третьих лиц по иску бизнесмена Олега Дерипаски к Насте Рыбке и Алексу Лесли (Анастасии Вашукевич и Александру Кириллову). Об этом сообщил в своем телеграм-канале глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. Суд не привел каких-либо аргументов такого решения. Адвокат Александр Попков, представляющий интересы «Медиазоны», пообещал обжаловать это решение и обратиться в Европейский суд по правам человека. Вскоре после этого суд отложил рассмотрение иска до 12 часов 9 июля «в связи с удовлетворением нашего ходатайства о повторном уведомлении ответчиков», сообщил «Интерфаксу» адвокат истца Алексей Мельников. В конце февраля Рыбку, Лесли и еще восьмерых человек задержали в Таиланде за проведение секс-тренинга. Их сначала хотели отпустить под залог, но иммиграционная служба лишила их визы и оставила в тюрьме. Рыбка и Лесли получили широкую известность после публикации расследования Алексея Навального о миллиардере Олеге Дерипаске и вице-премьере Сергее Приходько. В расследовании, опирающемся на фото из инстаграма Рыбки и цитаты из ее книги, Навальный делает вывод, что в августе 2016 года Приходько и Дерипаска ходили на яхте к берегам Норвегии в компании девушек из эскорт-агентства. На следующий день после публикации расследования Усть-Лабинский районный суд зарегистрировал иск Дерипаски к Рыбке и Лесли о защите права на изображение, неприкосновенность частной жизни, а также защите персональных данных. В тот же день суд принял обеспечительные меры, на основании которых Роскомнадзор начал блокировать расследование Навального и потребовал от «Медиазоны», Радио Свобода, Znak.com, NEWSru.com, «Сноба» и других изданий удалить фотографии, видео и «иную личную информацию» из публикаций о Дерипаске.

Медиазона, 18 июня                                 

 

ИЮНЬ, 19

Илья Варламов

Журналиста Илью Варламова задержали в Волгограде, сообщил он в своём твиттере. «О, я опять в полиции. Ждём фсб. Может получить пропуск какой-нибудь? Или это хитрый план мэра, чтобы я не успел снять негатив?» - пишет он. Ранее 19 июня Варламов рассказал о том, что полицейский Волгограде пытался запретить ему снимать. По словам журналиста, объяснили это тем, что он потом сможет в «обход законодательства выложить в социальные сети и за счет этого обогатиться». Позже Варламов отписал в твиттере, что его отпустили после «профилактической беседы. «Я на свободе! Спрашивали, не снимал ли я какой-то мост в Крыму», - сообщил он.

SM News, 19 июня                                 

 

ИЮНЬ, 19

Давид Френкель

В Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга приставы сломали очки корреспонденту «Медиазоны» Давиду Френкелю и обвинили его в неисполнении их распоряжений (статья 17.3 КоАП). Это произошло во время рассмотрения дела о продлении ареста фигуранту «пензенского дела» Виктору Филинкову. Журналистов и слушателей, которых собралось, как сообщил Френкель, около 40 человек, не пустили на заседание. По словам Френкеля, приставы задержали его по приказу помощника судьи, когда он «просто стоял в коридоре». Помощница председателя суда Елена Красоткина требовала от приставов прогнать журналистов и слушателей из здания суда. По «пензенскому делу» (делу «Сети») проходят левые активисты из Пензы и Санкт-Петербурга, обвиняемые в создании террористического сообщества. Дело строится в основном на показаниях обвиняемых, многие из которых заявили, что дали их под пытками.

Медиазона, 19 июня                        

 

ИЮНЬ, 20

Андрей Новичков

Журналист и координатор «Архнадзора» Андрей Новичков рассказал в фейсбуке, что ему угрожают неизвестные, звонящие с телефонных номеров Департамента градостроительной политики. Собеседники Новичкова требуют удалить опубликованные секретные документы Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) мэрии Москвы, а также сообщить данные человека, который предоставил материалы. Они также заявляют, что в случае отказа журналиста и его коллег «найдут органы». 18 июня Новичков опубликовал документы ГЗК на своей странице в фейсбуке. Согласно материалам, именно ГЗК принимает решения о сносах исторических зданий, застройках парков и самовольных строительствах.

ОВД-Инфо, 20 июня                                          

 

ИЮНЬ, 20

Василий Уткин

Первый канал отстранил Василия Уткина от комментирования матчей чемпионата мира по футболу из-за давления со стороны руководства администрации президента России. Об этом Радио Свобода на условиях анонимности рассказали осведомленные источники. Коллеги Уткина, знакомые с ситуацией, предполагают, что причина его отстранения – личная неприязнь одного из высокопоставленных представителей администрации. Три источника Радио Свобода независимо друг от друга подтверждают, что речь идет о первом заместителе главы администрации президента Алексее Громове. Ранее Василий Уткин записал видеообращение, в котором заявил, что он больше не будет комментировать матчи чемпионата мира по футболу в эфире Первого канала. Причину прекращения сотрудничества с телеканалом он называть отказался. «Обстоятельства сложились таким образом, что я больше не буду комментировать матчи чемпионата мира по футболу на Первом канале. Мы расстаемся с Первым каналом со взаимным уважением и, с моей стороны, с благодарностью. Вы конечно же хотите знать, почему так получилось. Я не хочу об этом говорить. Прошу вас уважать мое право на частную жизнь», – заявил Уткин.

Радио Свобода, 20 июня                                   

 

ИЮНЬ, 20

СМИ Карелии

Союз журналистов Карелии осудил замалчивание информации криминального характера пресс-службами силовых ведомств республики. «Союз журналистов Карелии обеспокоен ситуацией, связанной с фактическим неисполнением обязанностей по предоставлению информации со стороны пресс-служб МВД Республики Карелия и Следственного управления Следственного комитета республики, замалчиванием сведений криминального характера и нарушением закона РФ «О СМИ», - говорится в сообщении Союза, которое цитирует «Столица на Онего». Отмечается, что примерно за неделю до старта Чемпионата мира по футболу сотрудники силовых структур, ответственные за взаимодействие со СМИ, фактически перестали сообщать информацию о преступлениях, которые совершаются в Карелии. Любые попытки получить комментарии у людей, которые по роду деятельности обязаны сообщать подробности криминальных событий, упираются либо в полное молчание, либо в сухое подтверждение фактов без каких-либо подробностей. Тем временем, как отмечается, в Карелии в минувшие дни произошло несколько серьезных резонансных преступлений, как, например, убийство таксиста, массовая драка в Петрозаводске, дорожные аварии со смертельным исходом. Никаких подробностей по данным событиям карельские СМИ не смогли добиться. «Мы, журналисты, вынуждены пользоваться слухами и собственной информацией. Данная, возможно, некорректная информация, доходит до наших читателей, что недопустимо, - пишут журналисты. - Право журналиста на получение информации от органов власти гарантировано законом РФ «О СМИ» и связано с обязанностью журналистов доводить до читателей (зрителей) достоверную информацию, в том числе о криминогенной обстановке в регионе. Игнорирование редакционных запросов нарушает конституционные принципы открытости и доступности информации, а отказы в предоставлении информации происходят по основаниям, не предусмотренным федеральным законодательством». Союз журналистов Карелии призвал не содействовать путем отказа в предоставлении официальных комментариев распространению слухов, домыслов, некорректных сведений из социальных сетей под видом достоверной информации.

Росбалт, 20 июня                                 

 

ИЮНЬ, 20

«7х7»

Софья Крапоткина

Мировая судья Краснозатонского судебного участка Сыктывкара Наталия Добровольская оштрафовала за пропаганду наркотиков редакцию интернет-журнала «7x7» на 800 тыс. руб. и главного редактора Софью Крапоткину - на 40 тыс. руб. Пропаганда, по мнению суда, содержалась в посте тамбовского блогера Александра Смолеева, в интервью с членом федерального комитета Либертарианской партии Михаилом Световым. Протокол об административном правонарушении составило управление Роскомнадзора по Коми. Специалисты Роскомнадзора посчитали, что «7x7» злоупотребил свободой информации, а главный редактор не предпринял действия, чтобы удалить или отредактировать интервью Светова. Редакция будет обжаловать решение суда. Ее интересы представлял юрист Владимир Зубков и воронежский Центр защиты прав СМИ. По словам Зубкова, само понятие «пропаганда» является сугубо юридическим, оно закреплено в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах». Там сказано, что под этим понятием понимается «деятельность, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений». Как отметил защитник «7x7», в интервью Светов не привел сведений ни о способах и методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, в частности героина, ни о местах их приобретения. Это, по словам Зубкова, свидетельствует о том, что в интервью нет признаков пропаганды, есть только личное мнение Светова. Юрист подчеркнул, что право высказывать свое личное мнение закреплено в нескольких решениях Европейского суда по правам человека. Директор издания Павел Андреев назвал решение суда «актом цензуры»: - 800 тысяч рублей - это больше годового бюджета любой из наших региональных редакций. Если бы мы делали «7x7» только ради извлечения прибыли, такой штраф означал бы закрытие издания, потому что невозможно работать с такими финансовыми рисками. Мы однозначно воспринимаем сегодняшнее решение как акт цензуры, явную попытку закрыть издание за то, что мы предоставляем площадку людям с разными взглядами. Мы наказаны не за журналистский продукт, а за видеоинтервью, опубликованное в одном из наших блогов. Ситуация сложная, однозначно можно сказать только три вещи: «7x7» продолжит работу на принципах независимости, профессионализма и плюрализма мнений; решение не правовое, оно должно быть отменено или в вышестоящем суде, или ЕСПЧ; Роскомнадзор должен быть распущен.

7x7, 20 июня                                             

 

ИЮНЬ, 20

Издание «Советская Кубань»

Судья Советского районного суда Краснодара Юрий Ламейкин по иску Роскомнадзора лишил лицензии СМИ издание «Советская Кубань», на сайте которой публикуют репортажи, выложенные в YouTube, следует из карточки дела на сайте суда. Как отмечается, решение принималось в порядке упрощенного административного производства. Учредитель программы Вячеслав Потапов в фейсбуке опубликовал решение суда, оно мотивируется тем, что «Советская Кубань» «не выходит в свет более одного года». При этом в решении суда «Советскую Кубань» назвали «телеканалом», хотя, судя по реестру Роскомнадзора, оно зарегистрировано как телепрограмма. По состоянию на вечер 20 июня, на сайте «Советской Кубани» из всего интерфейса работает только одна кнопка, которая ведет на YouTube-канал программы. При этом последний материал под названием на сайте «Выше закона. Краснодарские суды застраивают казачью станицу Пашковскую многоэтажками» датирован 15 апреля 2018 года - в нем критикуются решения судей Ирины Арзумановой и Элеоноры Платоновой, работающих в Советском суде, лишившем СМИ лицензии. Учредитель «Советской Кубани» Потапов утверждает, что в 2011 году Роскомнадзор уже подавал иск к программе, но тогда суд не поддержал требование надзорного ведомства. «Они считали, что СМИ зарегистрированное на уровне субъекта с территорией распространения - Краснодарский край, не может распространять продукцию в Интернете, так как она доступна на всей территории России и зарубежных стран. По их мнению, мы нарушали закон и должны были пройти перерегистрацию. Решением того же Советского райсуда в удовлетворении иска РКН было отказано» - пишет он.

Медиазона, 20 июня                                           

 

ИЮНЬ, 21

Портал Tochkanews.ru

К сожалению, в современной журналистике нередки попытки «пропиариться» на фоне громких событий, что чревато ущербом репутации не только для СМИ. Так, в Екатеринбурге 21 июня в день матча чемпионата мира по футболу Франция-Перу портал Tochkanews.ru опубликовал информацию о разбойном нападении на болельщика из Перу. Эту скандальную новость тут же растиражировали российские и мировые СМИ. Действительно, сообщение шокировало подробностями. «Напали на жителя Перу на улице Ботанической. Ему вскрыли череп, украли телефон «Сони» и камеру «Кэнон». Нападавший 1982 года рождения», - приводило издание якобы сообщение полицейского по рации. Настораживало лишь то, что никакой официальной реакции на инцидент со стороны полиции, городских властей, перуанского представительства не последовало. Да и журналисты других местных изданий не смогли оперативно найти следы ЧП, никто с такими травмами в больницы Екатеринбурга не поступал. И надо же, после поднятой шумихи вышеназванный портал свое же сообщение и опроверг! «Как стало известно нашей редакции от специалистов, хорошо знакомых с обстановкой в Екатеринбурге о том, что происходит в рамках мундиаля, это сообщение далеко от правды. Никаких фактов с избиением иностранных болельщиков в столице Среднего Урала не зафиксировано и череп никому не проламывали», – было сказано в уточняющей заметке. Руководитель пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области Валерий Горелых так прореагировал на этот фейк: «Это пример непрофессионализма отдельных СМИ, не удосужившихся обратиться за комментарием к кому следует. До какой степени надо не любить свой город и свою страну, чтобы сочинить такую мерзость!». По-моему, сказано справедливо. Любая заметка данного портала теперь будет «просвечиваться» насквозь или игнорироваться, как не заслуживающая доверия.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)

 

ИЮНЬ, 21

Александр Никишин

Министерство юстиции Российской Федерации передало в Европейский суд по правам человека свои замечания к жалобе саратовского журналиста Александра Никишина на действия российского суда. Журналист требует установить нарушение со стороны России права на справедливое судебное разбирательство, в результате которого он был арестован на четверо суток. По мнению минюста, саратовский журналист «не исчерпал все внутренние эффективные средства правовой защиты перед обращением в суд мировой инстанции». Кроме того, в пунктах замечаний минюст отмечает, что в России «суд сам определяет полноту доказательств достаточных для рассмотрения дела». Таким образом, чиновники объясняют отказ судьи рассматривать в ходе судебного заседания видеозаписи происшедшего, отличные от предоставленных полицией, а также опрашивать свидетелей защиты и обвинения по делу Никишина. «В данном случае имеющаяся в материалах дела совокупность доказательств была признана судом достаточной для установления вины Никишина А.В. в совершении вменяемого правонарушения», - сказано в замечаниях РФ. Стоит отметить, что, по мнению российской стороны, «факт неприсутствия защитника при составлении протокола не свидетельствует о нарушении права заявителя на защиту», поскольку Никишин не заявлял ходатайство о присутствии защитника при составлении протокола. Напомним, освещавшего акцию «Димон ответит» журналиста задержали у отдела полиции №6 Фрунзенского района Саратова в Мирном переулке 26 марта 2017 года, «жестко положили на асфальт, вдвоем насели сверху, надели наручники». Журналиста доставили в ОП №6. К нему не пускали защитника в связи с «массовым штурмом» отделения полиции. Судья Фрунзенского районного суда Ольга Боброва 27 марта приговорила Александра Никишина к четырем суткам административного ареста – «за неповиновение сотруднику полиции». А 29 марта прошлого года судья Саратовского областного суда Ольга Полянина оставила решение без изменения.

Свободные новости, 21 июня                                

 

ИЮНЬ, 21-22

Евгений Куракин

В подмосковном Реутове днем перед встречей с губернатором Московской области Андреем Воробьевым задержан журналист местной газеты «Принцип» Евгений Куракин. На следующий день задержанного арестовали на 15 суток. По словам Куракина, он был арестован по статье о побоях. Журналиста задержали 21 июня, когда он направлялся на открытую встречу жителей Реутова с губернатором. Его отвезли в городской суд, где выдали определение о приводе. При этом в документе не стояла дата привода, отметил Куракин. «Меня могли по ней привезти в суд в 2028 году», - заявил он «Активатике». Свое задержание он объяснил попыткой администрации Реутова не пустить его на встречу с губернатором. Заявление о побоях против Куракина связано с инцидентом во время президентских выборов в марте 2018 года, на которых он был наблюдателем. В полицию на журналиста заявил один из членов УИК после того, как Куракин обнаружил на участке оборудование, используемое, по его мнению, для подавления телефонной и интернет-связи, и попытался взять его в руки. По словам Куракина, ранее его дважды задерживали перед встречей с губернатором Московской области. При задержании в 2016 году журналиста насильно посадили в полицейскую машину и несколько часов держали в отделении.

Медуза, 22 июня; Радио Свобода, 22 июня        

 

ИЮНЬ, 22

Donday

На проспекте Ермака в Новочеркасске (Ростовская область) 11 июня около 21:00 на месте ДТП с участием мотоциклиста произошло нападение на журналиста Donday, связанное с его профессиональной деятельностью. 23-летний Георгий Матекин приехал на место аварии после журналиста, выйдя из машины, сразу же потребовал прекратить фотосъемку происшествия. Получив отказ, молодой человек рассвирепел, подошел сзади к сотруднику редакции, занятому своей работой, и нанес кулаком удар в область затылка, затем выхватил смартфон из рук потерявшего равновесие журналиста и швырнул его на асфальт. Пострадавший вызвал на место полицию и зафиксировал нападение и нанесенный материальный ущерб. Сотрудники следственно-оперативной группы приняли заявление от журналиста о нападении на него, а также взяли пояснения от гражданина Матекина. Последний, кстати, никуда после нападения не ушел, а остался на месте и продолжал вести себя вызывающе. От него сильно пахло спиртным. Также полицейские опросили на месте и нападавшего. В пояснении к произошедшему Георгий Матекин написал, что он знал лично сотрудника редакции Donday, а также знал, что тот выполняет свою работу журналиста, в связи с чем и применил насилие к нему (по версии Матекина - толкнул журналиста, от чего тот потерял равновесие и выронил телефон). В качестве причины своего поведения Матекин указал, что ему не нравятся комментарии, которые горожане пишут под новостями Donday в социальных сетях, поэтому пытался помешать съемке аварии, чтобы не допустить публикации о данном ДТП, а, следовательно, и дальнейшего его обсуждения в социальных сетях. Рассматривавший заявление пострадавшего дознаватель отдела полиции № 1 МУ МВД «Новочеркасское» Александр Авакян на основании полученных фактов, заявления и пояснений счел возможным заведение уголовного дела в отношении гражданина Матекина по ст.144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, соединенное с насилием над журналистом»), и принял решение передать дело в следственный отдел СК РФ для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела. В случае, если вина Георгия Матекина будет доказана в суде, ему грозит обвинение по части 3 статьи 144 УК РФ. Минимальное наказание, предусмотренное данной статьей, - принудительные работы на срок до 5 лет, максимальное - лишение свободы на срок до 6 лет.

DONDAY, 22 июня                                            

 

ИЮНЬ, 22

Денис Стяжкин

Николай Глухин

В Москве задержали Андрея Киселева, который стоял в одиночном пикете с требованием освободить фигурантов дела «Нового величия». Вместе с ним задерживали журналистов Дениса Стяжкина и Николая Глухина, которых впоследствии отпустили. Об этом Стяжкин написал в своем твиттере. Журналист написал, что их задержали, когда они вышли из офиса Уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой. Стяжкин и Глухин ходили туда, чтобы написать обращение в защиту фигурантов дела «Нового Величия». В это время у дверей Киселев стоял в одиночном пикете. Затем к офису приехала полиция. Задержанных доставили в отдел полиции по Красносельскому району. По словам Стяжкина, полицейский сказал, что они «получили приказ «сверху» задерживать на пикетах даже журналистов». После этого журналистов отпустили из отдела, а на Киселева будут составлять протокол за проведение одиночного пикета.

ОВД-Инфо, 22 июня                    

 

ИЮНЬ, 22

Вадим Ампелонский

В уголовном деле пресс-секретаря Роскомнадзора Вадима Ампелонского и еще двоих бывших сотрудников ведомства остался один эпизод из девяти. Об этом на заседании суда заявила адвокат одного из фигурантов Елена Вяткина, сообщает «Интерфакс». О каком именно эпизоде идет речь, не уточняется. Мосгорсуд рассмотрел апелляционную жалобу защиты обвиняемых на продление им домашнего ареста. Решение оставлено без изменений - Вадим Ампелонский останется под домашним арестом до 7 августа. Уголовное дело против сотрудников Роскомнадзора было возбуждено осенью 2017 года. Кроме пресс-секретаря Вадима Ампелонского фигурантами стали экс-руководитель правового отдела ведомства Борис Едидин и бывший советник одного из подконтрольных Роскомнадзору ФГУПов Александр Весельчаков. Сотрудников Роскомнадзора обвиняют в растрате шести миллионов рублей. Изначально им были предъявлены обвинения в мошенничестве на 23 миллиона, но затем следователи переквалифицировали дело. Максимальное наказание по обеим статьям - 10 лет лишения свободы. Фигурантов дела обвиняют в заключении фиктивных трудовых договоров в период с 2012 по 2017 годы. По версии следствия, сотрудники Роскомнадзора получали зарплату людей, которые были приняты на работу, но фактически не работали. Никто из фигурантов дела вину не признает.

Интерфакс, 22 июня                                           

 

ИЮНЬ, 23

Павел Никулин

Журналисту Павлу Никулину вернули все вещи, изъятые при обыске по делу о терроризме. Об этом ОВД-Инфо сообщил сам журналист. Никулин рассказал, что он вместе с приятелем приехал в управление ФСБ в Калуге, где ему вернули шесть коробок вещей и несколько пакетов с техникой. «Мы всё пересчитали и сравнили с протоколом осмотра - всё сошлось. Следователь предложил приехать в Калугу на допрос по существу, когда будет время у меня и адвоката. Технику, похоже, не трогали: диски были зашифрованы, шифрование нетронутое. Болты тоже целые», - рассказал Никулин. Утром 31 января к Павлу Никулину пришли с обыском в рамках дела по статье 205.3 УК («Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»). Документ был выдан судом Калуги. Поводом стал текст «Из Калуги с джихадом», который был опубликован в журнале The New Times. Во время обыска ноутбуки изъяли и у Никулина, и его подруги, потому что они хранились в одной комнате. Вместе с этим изъяли электронику, футболки с символикой и журналы Moloko plus. После обыска журналиста отвезли на допрос в ФСБ в качестве свидетеля. В июне 2017 года судебный участок Тверского мирового суда оштрафовал The New Times на 100 тысяч рублей за материал «Из Калуги с Джихадом». Материал представлял собой интервью с жителем Калуги, который «разочаровался в России, анархизме и рабочей борьбе», принял ислам и уехал воевать в Сирию.

ОВД-Инфо, 23 июня                                          

 

ИЮНЬ, 24

Павел Барабанщиков

Репрессии в отношении участников событий в Пензе 5 мая, когда городская власть в лице Олега Викулова, чиновника по борьбе с оппозицией, вкупе с полицейскими начальниками спровоцировала стихийное шествие молодёжи, коснулись и журналистов, освещавших процесс этой провокации. Стражи интересов правящего режима после административной расправы над некоторыми оппозиционерами решили записать в участники тех событий совершенно постороннего в той ситуации человека только по той причине, что он, по мнению полицейского чиновника Гаврюшина, «слишком резкий». Сначала необходимо напомнить, что было в Пензе 5 мая. После того, как со стороны оппозиции было подано уведомление на проведение шествия и митинга, ответственный чиновник Викулов нарушил закон – не ответил на уведомление вовремя, в силу чего по закону мероприятие считается согласованным, что в своё время подтвердил и Верховный суд РФ. Что было дальше, известно – люди собрались в назначенном месте, где власти уже приготовили автозаки для участников законной акции, в ходе переговоров полицейский чиновник Гаврюшин рекомендовал всем перейти в сквер у ДК им. Дзержинского (гайдпарк), народ пошёл, но слишком дружно, по мнению полиции, и людей начали хватать, заламывать руки, клацать наручниками на виду у детей… Потом начались репрессии – уже некоторые отсидели свой арест, кому-то приписали штрафы, и всё это за неповиновение полиции и участие в какой-то «несанкционированной» акции. Были там, естественно, и представители СМИ. Среди журналистов был и Павел Барабанщиков, являющийся спецкором оппозиционной газеты «Новая альтернатива». И действия его ничем не отличались от действий других журналистов – фотографировал, кого-то чего-то спрашивал, никого ни на что не провоцировал, сам в толпе не шёл, лозунгов не кричал. Но именно его по приказу полицейского чиновника Гаврюшина задержали и доставили в застенки УМВД России по Пензе. Потому что «слишком резкий», как сказал Гаврюшин, пожелавший привлечь журналиста к административной ответственности по статье 19.3 КоАП РФ («Неповиновение сотруднику полиции»). В чём конкретно выразилось неповиновение, никто до сих пор не знает, даже сами полицейские ничего не смогли сочинить. И прямо в застенках городского УМВД журналист написал жалобу на полицейского чиновника Гаврюшина его вышестоящему начальству. И хоть такие жалобы в России ничем, как правило, не кончаются, но, видимо, всё равно кому-то было неприятно. А потому Павлу Барабанщикову пришла бумага с требованием явиться в полицию для составления в отношении его административного протокола уже по статье 20.2 КоАП РФ, часть 5 («Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»). В общем, за нарушение того, в чём он не участвовал.

Точка зрения - Пенза, 24 июня         

 

ИЮНЬ, 25

Телеканал «Дождь»

Телеканал «Дождь» подал 80 исков к налоговой инспекции Москвы № 15 о признании незаконными постановлений о назначении административного наказания. Это следует из картотеки арбитражных дел. Гендиректор телеканала Наталья Синдеева пояснила «Интерфаксу», что «Дождь» хочет оспорить штрафы на сумму 2 млн руб. По ее словам, их выдали за процедурные нарушения. Это существенная сумма для телеканала, добавила она. «Все эти постановления налоговиков в адрес телеканала связаны не с уплатой налогов, а с нарушениями в процедуре отчета о получении платежей от контрагентов. Никакого ущерба для государства нет, это все чисто бумажные проблемы, связанные с оформлением», – заявила Синдеева.

Лениздат, 25 июня                                               

 

ИЮНЬ, 25

СМИ Ставропольского края

Газета «Благодарненские вести»

На собрании редакторов районных газет в Ставропольском крае правительство «настойчиво порекомендовало» не писать про пенсионную реформу. Об этом пишет «NewsTracker» со ссылкой на источник из правительства. Кроме того, тираж газеты «Благодарненских вестей» сняли с печати из-за статьи о реформе. По словам источника, ректор газеты рассказал, что руководство издательского дома «Периодика Ставрополья» попросило посмотреть статью, после чего тираж сняли и выпустили другой уже без материала о повышении пенсионного возраста. Как сообщил собеседник «NewsTracker», власти опасаются резкой реакции населения и пытаются контролировать районные издания, которые для многих жителей сельских поселений являются единственным источником информации. В Государственную Думу был внесен законопроект о поэтапном повышении с 2019 года пенсионного возраста в стране. Петиция на сайте Change.org против реформы на настоящий момент собрала уже более двух миллионов подписей. Представители оппозиции и профсоюзных организаций в разных городах России подают заявления на протестные акции против реформы, но им отказывают. ОВД-Инфо собирает отказы тут.

ОВД-Инфо, 25 июня                             

 

ИЮНЬ, 25

Алексей Назимов

В ФЗГ обратилась Наталья Назимова, дочь независимого крымского журналиста Алексея Назимова, критиковавшего местных чиновников. Она просит информационно поддержать и предать огласке сведения об уголовном преследовании Алексея Назимова. «С 2016 года Алексей Назимов находится под стражей в СИЗО Симферополя и содержится в нечеловеческих условиях. Судебный процесс идёт с многочисленными нарушениями, жалобы и апелляции адвоката остаются без рассмотрения. На последнем заседании, когда началось изучение доказательств обвинения… судья нашла повод, чтоб отца исключить из судебного процесса до начала прений. Таким образом, они лишают его права на защиту», - говорится в обращении Н. Назимовой. Она сообщает также, что «доказательства сфабрикованы, есть заключения экспертов, но суд отказывается их рассматривать». «Пресса Крыма запугана и боится освещать данный судебный процесс, попытки публикаций сразу пересекались со стороны властей. Большая просьба откликнуться на мое письмо, дабы не оставить в тени беззаконие, которое творится в Крыму», - написала Н. Назимова.

Информация Натальи Назимовой                              

 

ИЮНЬ, 25

«Первое антикоррупционное СМИ» (PASMI.RU)

Информационное агентство «Росбалт»

Сайт Gosnews.ru

«Открытая газета»

«СКФО: налоговая верхушка региона объявило войну свободе слова». Статья под таким заголовком вышла в последнем номере «Открытой газеты». Она рассказывает о беспрецедентной войне со свободой слова, развернутой руководителями Межрегиональной инспекции ФНС по СКФО против большого числа российских СМИ. Руководители инспекции требуют от Ставропольской краевой «Открытой газеты» ни много, ни мало - признать антикоррупционное расследование московского журналиста «информацией, запрещенной к публикации на территории России». Напоминаем предысторию. Весной во многих СМИ прошла информация о серийном вымогательстве у крупного бизнеса в республиках Северо-Кавказского округа. Первоначально материал был размещен на сайте Business Post за подписью Глеба Протасова под заголовком «Налоговики разработали общую схему афер в республиках Кавказа». Затем его, но под другими заголовками разместили на своих интернет-ресурсах «Первое антикоррупционное СМИ» (PASMI.RU), информационное агентство «Росбалт», сайт Gosnews.ru, «Рамблер Новости», «Первый по компромату», KORRESPONDENT.LIFE и другие ресурсы. Появился этот материал со ссылкой на сайт PASMI.RU и на сайте «Открытой газеты». В нем, в частности, сообщается: схема Радченко-Абрекова (сегодняшние руководители Межрегиональной инспекции ФНС по СКФО) проста, считает журналист Глеб Протасов, и существует с момента образования службы. «Сперва выбирается жертва, затем назначается аудиторская проверка, ожидаемо обнаруживающая множество нарушений, после чего бизнесменам делается выгодное предложение, от которого они не могут отказаться, и в карманы налоговиков падает несколько миллионов рублей. Акты с зафиксированными нарушениями уничтожаются и вместо них выписываются новые, уже с оплаченными результатами». Руководитель Управления ФНС по Северо-Кавказскому федеральному округу Владимир Радченко и его заместитель Арсен Абреков подали исковые заявления в суд о защите чести, достоинства и деловой репутации к редакциям трех федеральных изданий – «Первое антикоррупционное СМИ» (PASMI.RU), информационное агентство «Росбалт», сайт Gosnews.ru, и к «Открытой газете». И Абреков, и Радченко потребовали «признать опубликованный материал информацией, распространение которой запрещено (?!) на территории Российской Федерации». Неужели руководящие налоговые чиновники, изображая критику в свой адрес почти как госпреступление, не знают статью 57 Закона РФ «О СМИ»? – задается вопросом «Открытая газета». Что редакция, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство в случае, если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности? И отвечает: абсолютно ясно, что иск писался с одной лишь целью – без всяких разбирательств признать информацию не соответствующей действительности. Именно поэтому в качестве ответчиков в иски попали издания, не причастные к этому расследованию, а лишь его перепечатавшие. Расчет простой: судьи не станут вызывать журналиста-автора первоисточника, а в качестве ответчиков подтянут СМИ, давшие перепечатку, и судебным решением заставить их снять этот материал со своих сайтов. А потом трясти этим решением уже и перед авторами – журналистом Глебом Протасовым и изданием Business Post – пусть себе оспаривают, месяцами бегая по судам. Поэтому исковые заявления Радченко подал в Предгорный районный суд Ставропольского края, а Абреков – в Черкесский городской суд. Хотя статья 28 ГПК РФ на этот вопрос отвечает однозначно - иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. План Радченко в Предгорном районном суде не сработал. Судья Александр Дёмин быстро все понял, и, не вступая в процесс, отправил иск Радченко на рассмотрение в Тверской районный суд Москвы. Остался иск Абрекова, поданный им по месту его прописки в Черкесский городской суд. И хотя «Открытая» направила в суд пояснения о том, что рассмотрение иска по защите чести и достоинства проводится по месту нахождения ответчиков, суд все-таки принял иск к рассмотрению. Судья Черкесского городского суда Оскар Кочкаров изо всех сил искал причину, чтобы самому рассматривать заявление Абрекова. То ссылался на то, что издание-первоисточник уже сняло свою публикацию, прекратило деятельность и его сайт недоступен (это оказалось неправдой), то выступал в роли адвоката Абрекова, давая за него пояснения, то спрашивал у представителя «Открытой», как найти адрес московского СМИ. У представителя «Открытой» зародились подозрения: а автор иска – не есть ли сам судья Черкесского городского суда Оскар Кочкаров? И такие подозрения, судя по тут же приведенному небольшому исследованию газеты, были небезосновательны. Читатели могут сами сделать вывод, знакомясь  со статьей на сайте «Открытой». Материал о налоговых мошеннических схемах был размещен еще в ряде изданий, не упомянутых в исковых заявлениях обиженных чиновников. Что и говорить, поднятая специализированным изданием Business Post тема оказалась очень актуальной, социально значимой и востребованной в информационном пространстве.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)              

 

ИЮНЬ, 25

Анна Лебедева

Анонимка, которую журналист Анна Лебедева достала из почтового ящика, была уже не первой, но если в предыдущих было одно только нецензурное хамство, то в этой уже угрозы физической расправы. «Мерзкая тварь и гадина смотри по сторонам пока тебе на голову не упал кирпич»,- без всяких знаков препинания написано на обороте разорванной листовки газетного формата А3, в которой я написала о последних событиях в нашем ТСЖ «Центральное». Письмо с угрозой пришло по почте «от всех соседей» - так написано на конверте» - рассказала А. Лебедева. Далее она сообщила: «Это люди за меня заступаются!» - воскликнула управляющая ТСЖ, когда я её спросила, чтобы это значило. Это мне очень не понравилось, потому что у нас с ней сложились весьма конфликтные отношения, когда она была ещё председателем ТСЖ. Пора было принимать меры! Жаловаться в наш Октябрьский райотдел полиции было бесполезно: на предыдущее заявление, поданное в дежурную часть четыре месяца назад, я не получила ответа. Даже не объявился участковый, который обычно разбирается со всеми такими «соседскими вопросами». Решила сигнализировать самому высокому начальству - МВД РФ, а чтобы моё обращение побыстрее туда дошло, выслала его на сайт президента. И действительно из Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан депешу быстро переправили в Министерство внутренних дел. Оттуда - в ГУВД Ростовской области. Прошёл ещё месяц, а участковый и по сей день не пришёл и даже не позвонил. Мое заявление об угрозах жизни и здоровью по сей день не рассмотрено (я уже не говорю «расследовано»). Помню, когда я в первый раз написала президенту о незаконном преследовании одного нашего коллеги из медиасферы, ко мне домой лично явился важный чин из областного УВД. С тех пор прошло каких-то восемь лет, а как всё изменилось в нашей жизни (и особенно в нашей доблестной полиции)... Но, как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих! Написала ещё одно заявление, теперь уже о совершенном преступлении, коим, безусловно, являются подобные угрозы. Отнесла в Ленинский райотдел для передачи в городское управление внутренних дел. Дежурный в окошке долго препирался, кому-то звонил, но заявление у меня всё-таки приняли. Участковый пока не звонил. Зато в газете «Ведомости» и на ростовских информационных сайтах появилось сообщение, что как раз в Ленинском УВД сотрудники службы собственной безопасности ГУВД области обнаружили и изъяли 10 килограммов наркотиков вместе с весами для расфасовки «доз». Весь личный состав отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков срочно подал в отставку, об арестах пока не сообщается. Пресс-служба ГУВД об этом ЧП пресс-релиз не выпустила, кроме как об ограничении движения во время футбольных матчей она вообще ничего не пишет. И до меня ли сейчас полиции? В конце концов, это даже эгоистично требовать внимания к своей скромной персоне в столь драматический момент. Ну, подумаешь, дадут кирпичом по голове: журналистом больше, журналистом меньше... Журфаки новых понавыпускают».

Информация Анны Лебедевой (Ростов-на-Дону)          

 

ИЮНЬ, 25

Сайт «Эха Москвы»

Пресненский районный суд Москвы подтвердил законность назначенного штрафа в 20 тысяч рублей редакции «Эха Москвы» за нецензурную лексику на сайте радиостанции, сообщает РАПСИ со ссылкой на пресс-секретаря суда Алексей Черников. Ранее сообщалось, что два материала о привлечении к административной ответственности в отношении «Эха Москвы» и главного редактора сайта Виталия Рувинского по части 3 статьи 13.21 КоАП РФ («Изготовление или распространение продукции средства массовой информации, содержащей нецензурную брань») были составлены и направлены в суд представителями Роскомнадзора. По итогам рассмотрения материалов мировым судьей Рувинскому было назначено административное наказание в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей, а в отношении «Эха Москвы» - 20 тысяч рублей. Таким образом, оба решения вступили в законную силу. Материалы о привлечении к административной ответственности были составлены в связи с опубликованной на сайте радиостанции ссылкой на видео о поездке телеведущей Ксении Собчак в Грозный. В сюжете один из мужчин нецензурно высказывается в адрес Собчак.

Лениздат, 25 июня                                         

 

ИЮНЬ, 26

Газета «Благодарненские вести»

Правительство Ставропольского края на общем собрании редакторов районных газет настойчиво порекомендовало ничего не писать про пенсионную реформу. Страх перед реакцией населения на повышение пенсионного возраста настолько велик, что руководство не гнушается самыми свирепыми цензурными действиями. Весть об этом вслед за NewsTracker опубликовали многие федеральные и региональные издания. Руководство ГУП «Издательский дом «Периодика Ставрополья», узнав, что в «Благодарненских вестях» статья «Цель: дожить до пенсии» уже ушла в тираж, попросило ее посмотреть, после чего тираж был снят и выпущен другой. В нем все те же материалы, что и в первом варианте, кроме статьи о пенсионной реформе. «Благодарненские вести» издаются с 1932 года, перерыв был только во время оккупации в Великую Отечественную войну. Нынешнее название газета получила в 1991 году. Она считается одной из лучших районных газет края, ее редактор Алла Абастова отмечена многократными призами за верность теме, которую можно условно называть «связь с читателем». Она отказалась комментировать корреспонденту ФЗГ эту вопиющую историю.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)  

 

ИЮНЬ, 28

СМИ Нижневартовска

В Нижневартовске (Ханты-Мансийский автономный округ) полиция задержала предпринимателей, недовольных повышением арендной платы на рынке «Сибирский балаган». Об этом Znak.com сообщил собственный источник. Он рассказал, что вместе с протестующими правоохранительные органы задержали и журналистов.

Znak.Com, 28 июня                       

 

ИЮНЬ, 29

Сергей Еремеев

В Санкт-Петербурге журналисты часто сталкиваются с неадекватным поведением судебных приставов, которые не пускают представителей СМИ на судебные заседания, выгоняют их оттуда и даже применяют силу. Так, 29 июня в Октябрьском районном суде приставы выгнали с заседания суда корреспондента сетевого издания «ЗАКС.Ру» Сергея Еремеева. При этом пристав Рукавишников отобрал у журналиста паспорт. Еремеев был задержан, на него составили протокол за неисполнение требований судебного пристава.

Информация Романа Захарова (Санкт-Петербург) 

 

ИЮНЬ, 29

Михаил Алферов

В Кемерово задержали местного блогера Михаила Алферова, который опубликовал видео с информацией о митинге против Амана Тулеева. По  словам блогера, сотрудники полиции «выпрыгнули из кустов», когда он шел на остановку общественного транспорта. Основанием для задержания стало административное дело по ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, возбужденное по видеозаписи с информацией о митинге в Кемерово 1 июня.2018 года. Позднее Михаил был отпущен, суд назначили на 1 июля.2018 года в Кировском районном суде города Кемерово.

ОВД-Инфо, 4 июля                                      

 

ИЮНЬ, 29

Кямран Кичемайкин

Мировой суд прекратил административное дело в отношении главы Димитровграда Алексея Кошаева, который подозревался в нанесении побоев журналисту портала «Димград24» Кямрану Кичемайкину в мае текущего года. Это решение суд вынес, несмотря на то, что факт нанесения корреспонденту побоев подтвердили свидетель и медэксперт. Работник СМИ намерен обжаловать приговор. Судебное разбирательство между журналистом портала «Димград24» Кямраном Кичемайкиным и главой Димитровграда Алексеем Кошаевым закончилось в пользу последнего. Об этом господин Кошаев сообщил на официальной странице в сети «ВКонтакте». «Суд сегодня признал мою правоту. Административное дело в отношении меня прекращено (напомню, о якобы побоях, нанесенных журналисту). Спасибо всем, кто меня поддерживал», - написал глава Димитровграда. Как рассказал адвокат Кямрана Кичемайкина Евгений Калашников, «мотивировочной части суд не привел, огласил только резолютивную». Ранее корреспондент портала «Димград24» Кямран Кичемайкин сообщил о том, что в мае текущего года на праздновании столетия основания погранвойск РФ он подвергся нападению со стороны главы города Алексея Кошаева. Поводом, по словам журналиста, стал его отказ вставать во время трансляции гимна России. Кямран Кичемайкин объяснил свой поступок тем, что «гимна не слышал» и «был весь в работе». По словам Евгения Калашникова, его подзащитный в этот момент готовил материал и прослушивал аудиозапись. Когда после официальной церемонии журналист подошел к главе города за комментарием, между ним и господином Кошаевым, по словам Кямрана Кичемайкина, произошла словесная перепалка, после чего градоначальник, матерясь, дважды ударил работника СМИ по голове. Также журналист заявил о том, что после инцидента он написал заявление в полицию и прошел медицинское освидетельствование. В свою очередь, Алексей Кошаев в социальных сетях назвал обвинения в избиении корреспондента беспочвенными. По словам главы Димитровграда, его возмутило поведение Кямрана Кичемайкина, которое он посчитал неуважением к военнослужащим региона. В связи с этим Алексей Кошаев, по его же словам, сделал журналисту замечание, а потом отказался с ним общаться. Глава Димитровграда добавил, что в момент инцидента он лишь «отодвинул» господина Кичемайкина «со своего пути», но не бил его. Тем не менее, впоследствии во время допроса градоначальник признался, что употреблял ненормативную лексику в адрес Кямрана Кичемайкина, и подтвердил факт тактильного контакта с представителем СМИ, сказав, что мог «задеть» оппонента «пальчиком», отметил господин Калашников. В итоге полиция усмотрела в действиях Алексея Кошаева административное правонарушение (ст. 6.1.1 КоАП «Побои»), возбудила дело и направила его материалы в суд для принятия решения. Показания по делу дал звукооператор Никита Крончев, присутствовавший при конфликте между Алексеем Кошаевым и Кямраном Кичемайкиным. «По словам Крончева, он видел последствия первого удара (падение с головы Кичемайкина солнцезащитных очков) и то, как Алексей Кошаев нанес второй удар в область шеи открытой рукой. Также был допрошен эксперт, который подтвердил рассечение кожи головы журналиста в волосистой части», - сообщил Евгений Калашников. Кямран Кичемайкин намерен обжаловать решение суда.

Коммерсант.Ру, 29 июня                                   

 

ИЮНЬ, 30

Магомед Муцольгов

В Ингушетии рано утром в дом правозащитника, блогера «Кавказского узла» Магомеда Муцольгова приехало более 20 силовиков с понятыми, и произвели обыск. Накануне Муцольгова вызывали в прокуратуру Ингушетии. В уведомлении было указано, что основанием для вызова на опрос являются его публикации на «Кавказском узле». «Действительно, сегодня рано утром в дома, где проживают мои родители, моя семья и находится офис правозащитной организации «Машр», приехали следователи в сопровождении двух десятков сотрудников в масках и провели обыск. Они вели себя корректно, в рамках закона, ничего не подбрасывали, ничего противозаконного не нашли, составили предусмотренные законом документы и покинули наши дома», - написал Муцольгов в своем блоге на «Кавказском узле». Магомед Муцольгов с 2009 года ведет блог на «Кавказском узле», на страницах которого, поднимает самые острые проблемы Ингушетии в сфере соблюдения прав человека и развития гражданского общества. В блоге множество обращений жителей республики, пострадавших от действий силовиков. На Муцольгова и  ранее неоднократно оказывалось давление со стороны силовиков. Так, в ноябре 2015 года в его доме и офисе правозащитной организации «Машр» был произведен обыск тремя десятками вооруженных сотрудников Главного управления МВД РФ по СКФО. Силовики изъяли в офисе организации документы и компьютеры (позже часть изъятого имущества была возвращена), а в декабре Муцольгова уведомили о том, что в изъятом у него компьютере обнаружены снимки детского порно и файлы с материалами о деятельности бандподполья. В защиту Муцольгова тогда выступили 13 общественных организаций Ингушетии, руководители которых обратились к главе республики Юнус-Беку Евкурову с просьбой обеспечить соблюдение права Муцольгова на осуществление правозащитной деятельности и осудить кампанию по дискредитации институтов гражданского общества республики. В поддержку «Машра» выступили и представители ведущих правозащитных организаций России. Координационный совет неправительственных организаций Ингушетии также обратился к президенту России с просьбой обязать региональные власти и силовые структуры прекратить дискредитацию Муцольгова и «Машра». После проведенных экспертиз и проверок эксперты пришли к заключению, что никаких доказательств причастности Муцольгова к преступлениям нет, и СКР отказался возбуждать дело в отношении Магомеда Муцольгова в связи с отсутствием события преступления.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)  

 

 

Получено от корреспондентов:

31, 33, 32, 28, 24, 23, 27, 40, 18, 29, 34, 10,

21, 45, 30, 27, 23, 8, 17, 7, 15, 32, 27, 58,

23, 27, 25, 50, 38, 42, 22, 30, 20, 48, 35, 34                                                         

36, 19, 35, 31, 38, 29, 17, 35, 39, 30, 31, 36

30, 34, 28, 35, 52, 39, 25, 34, 46, 40, 36, 30

33, 34, 31, 36, 27, 31, 21, 32, 18, 30; 23, 25

16, 32, 16, 18, 35, 23, 28, 38, 29, 12, 35, 21                              

25, 22, 34, 32, 25, 28, 25, 37, 31, 37, 30, 26                                            - 22

38, 26, 37, 27, 21, 37, 10, 34, 24, 30, 39, 29                                              

31, 34, 35, 25, 24, 12, 35, 24, 40, 31, 31, 24

30, 21, 39, 43, 17, 12, 24, 42, 28, 27, 26, 33

31, 35, 37, 33, 34,

 

 

КРОМЕ ТОГО, из др. источников (прессы, «самотеком»):

103, 102, 121, 126, 97, 76, 84, 103, 87, 159, 187, 89,

107, 110, 111, 146, 112, 94, 118, 97, 126, 126, 105, 131,

111, 135, 158, 90, 108, 88, 87, 107, 107, 130, 93, 134                                        

82, 122, 147, 117, 106, 113,121, 109, 134, 153, 114, 142

89, 104, 169, 142, 105, 104, 98, 127, 97, 110, 147, 220

86, 114, 188, 115, 147, 83, 103, 128, 115, 160; 108, 116

102, 111, 121, 121, 81, 96, 131, 122, 97, 123, 103, 110                                                   

104, 162, 85, 85, 88, 78, 85, 124, 169, 125, 95, 106                                 - 90

93, 91, 133, 128, 135, 84, 139, 111, 111, 87, 98, 82

58, 81, 112, 124, 110, 119, 96, 112, 116, 89, 105, 105

64, 78, 143, 108, 96, 95, 65, 71, 93, 141, 100, 112

102, 85, 73, 71, 150,

 

 

Всего:

134, 135, 153, 154, 121, 99, 111, 143, 105, 199, 221, 99,

128, 155, 141, 173, 135, 102, 135, 104, 141, 158, 132, 189,

134, 162, 183, 140, 146, 130, 109, 137, 127, 178, 128, 168                                 

118, 141, 182, 148, 142, 142, 138, 144, 170, 183, 145, 178

119, 138, 197, 177, 157, 143, 123, 161, 143, 150, 183, 250

119, 148, 219, 151, 174, 114, 124, 160, 133, 190; 131, 141

118, 143, 137, 131, 116, 119, 159, 160, 126, 135, 138, 131                                                              

129, 184, 119, 117, 113, 106, 110, 161, 200, 162, 125, 132                  - 112

131, 117, 170, 155, 156, 121, 149, 145, 135, 117, 137, 111

89, 115, 147, 149, 134, 131, 131, 136, 156, 120, 136, 129

94, 99, 182, 151, 113, 107, 89, 113, 121, 168, 126, 145

133, 120, 110, 104, 184,

 


Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни