Результаты мониторинга
30 Апреля 2018 года

Результаты мониторинга ФЗГ за апрель 2018 года

Конфликты, зафиксированные ФЗГ в течение АПРЕЛЯ 2018 года на территории РФ.

Случаи гибели журналистов   ().

Пропавшие без вести ().

Нападения на журналистов и блогеров 5 (съемочная группа ГТРК «Санкт-Петербург», Санкт-Петербург; съемочная группа программы «Ревизорро», в Краснодарском крае; Дмитрий Полянин, главный редактор «Областной газеты», Екатеринбург; съемочная группа «Фронде ТВ», в Брянске; Татьяна Лапрад, корреспондент проекта «Сибирь.Реалии», Красноярск).

Нападения на редакции, телецентры   ()

Попытки цензуры1 (газета «Знамя», Ханты-Мансийский автономный округ).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 2 (Вероника Ильина, главный редактор газеты «Знамя», Ханты-Мансийский автономный округ; интернет-издание TochkaNews, Екатеринбург).

Увольнение редактора, журналиста ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 1 (Станислав Калиниченко, блогер, Кемерово).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 1 (Алексей Шитик, журналист газеты «Образ жизни», Томская область).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 7

на сумму 500 000 рублей

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 3

       удовлетворено – 1

       взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

        000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 21

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений   ()

Отказ от печатания (распространения) СМИ1 (газета «Новые колеса», Калининград).

Отключение от эфира, прекращение вещания  ().

Прекращение выхода СМИ 1 (газета «Новые колеса», Калининград).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Гражданский патруль», Новосибирск).

Препятствование выходу СМИ -  ().

Препятствование деятельности интернет-изданий5 (Федеральное агентство новостей, Санкт-Петербург; мессенджер Telegram, Москва; сайт радиостанции «Говорит Москва»; РИА «Новый день», Екатеринбург; сайт российской редакции Coda Story).

Вмешательство в деятельность редакции -  ().

Выход изданий-двойников  ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (компьютеры редакции газеты «Листок», Республика Алтай).

Отказ в регистрации СМИ -  ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб etc.) -  ().

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 27

 

 

АПРЕЛЬ, 2, 5

Все СМИ

В Государственную думу России 2 апреля внесен законопроект о блокировке сайтов, на которых размещены сведения, «порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или юридического лица». Документ размещен на сайте нижней палаты российского парламента. Согласно документу, как только истекает срок исполнения судебного решения об удалении порочащей информации, судебный пристав направляет соответствующее постановление в Роскомнадзор, который будет блокировать сайт в течение одного рабочего дня. По действующему законодательству суд или судебные приставы не могут потребовать заблокировать информацию, признанную порочащей честь и достоинство. Они лишь могут штрафовать за неисполнение решения об удалении информации. Депутаты Госдумы 5 апреля одобрили в первом чтении законопроект, позволяющий судебным приставам ограничивать доступ к сайтам за отказ удалять сведения, порочащие честь и достоинство гражданина или деловую репутацию юридического лица. Инициативу поддержал 341 парламентарий. Еще двое воздержались. Голосовавших против не оказалось.

Радио Свобода, 2 апр, Медуза, 5 апреля                                     

 

АПРЕЛЬ, 2

Все СМИ

Госдума решила наказать журналистов за протест. Вместо осуждения неэтичного поведения своего коллеги Леонида Слуцкого нижняя палата российского парламента объявила о приостановлении аккредитации корреспондентов тех СМИ, которые решили бойкотировать депутатов. Приостановление аккредитации на практике происходит довольно редко, хотя его включили в соответствующие правила многие органы государственной власти и другие организации. Закон о «О средствах массовой информации» вообще не содержит подобной нормы, в нем упоминается только возможность лишения аккредитации журналистов - и только по причине опубликования порочащих сведений в адрес данного ведомства, организации, что должно быть подтверждено судом. Подобная трактовка исключает произвол против журналистов, хотя Фонд защиты гласности, к примеру, неоднократно фиксировал нарушения закона в данной сфере, когда в положения об аккредитации включались заведомо незаконные нормы. Более того, вне зависимости от строго правовых оценок ситуации, органы власти не имеют никакого морального права использовать аккредитацию в качестве дубинки против неугодных им журналистов и СМИ! Это недопустимо. Если бы депутаты ограничились только оценкой бойкота, то ее можно было бы критиковать или поддерживать. Но как поступить в случае войны, объявленной народными избранниками журналистам? Причем всем журналистам - иезуитская показательная порка только нескольких СМИ (только тех из бойкотирующих, что имели постоянные аккредитации при парламенте) не должна вводить в заблуждение. Ведь, по сути, журналистам указали на их место - дескать, какое право они вообще могут быть недовольными происходящим. А еще подобные громогласные действия в сочетании с заявлениями спикера Госдумы явно преследуют не менее важную цель - предостеречь остальные СМИ, чтобы не смели идти против власть предержащих. Фонд защиты гласности поддерживает редакции, решившиеся на непростой шаг - прервать отношения с источником информации. Как известно из книг по журналистской этике, иногда подобные меры необходимы. Оправдан ли был бойкот в данной ситуации, можно дискутировать. Но невозможно оправдать ни фактический отказ всерьез разбираться с обвинениями в домогательствах депутата Л. Слуцкого к журналисткам, ни мелкую мстительность со стороны парламента.

Информация Романа Захарова (Санкт-Петербург)

 

АПРЕЛЬ, 2

Виталий Шахназаров

Вечером 2 апреля пресс-служба регионального ГУ МВД России отрапортовала о задержании подозреваемых  в нападении на шелеховского журналиста Виталия Шахназарова. Напомним, Шахназарова избили и ограбили вечером 31 марта. Как пояснил Виталий порталу «Бабр», нападение скорей всего связано с его профессиональной деятельностью, поскольку один и злоумышленников обронил фразу: «Бей этого журналюгу недоделанного». Стало известно, что подозреваемым в грабеже, совершенным в отношении гражданина Шахназарова, 15 и 16 лет. 16-летний уже не раз привлекался сотрудниками правоохранительных органов за нападение на людей с целью их ограбить. Как рассказали подростки полицейским, жертва грабежа привлекла их внимание отнюдь не своей работой на журналистском поприще, а неровной шатающейся походкой. Малолетние подельники решили, что в таком состоянии мужчина не сможет оказать серьезного сопротивления. У задержанных несовершеннолетних изъят телефон потерпевшего. Возможно один из подростков, которому принадлежит более активная роль в совершении данного преступления, будет арестован.

МК.Ру, 3 апреля                                              

 

АПРЕЛЬ, 3

Хаджимурат Камалов

Следственный комитет России подозревает одного из бывших вице-премьеров Дагестана, обвиняемых в хищении средств из бюджета республики, в причастности к убийству учредителя газеты «Черновик» Хаджимурада Камалова. По данным ТАСС, один из арестованных за мошенничество чиновников проходит по уголовному делу об убийстве журналиста. Источник агентства не уточняет, какой у фигуранта статус в уголовном деле. В Следственном комитете РФ обнародованную информацию пока не комментируют. Как сообщал «Кавказ.Реалии», 22 марта дело об убийстве репортера было передано в СКР. Тогда же сообщалось, что некоторые СМИ связывают подвижки в деле с арестом вице-премьера Шамиля Исаева. Несколько лет назад пресса публично обвинила его в причастности к убийствам Камалова и главреда газеты «Согратль» Малика Ахмедилова, застреленного в 2009 году. Член кабмина подал в суд и выиграл. 3 апреля Басманный суд Москвы продлил арест бывшему врио премьер-министра Дагестана Абдусамаду Гамидову, врио вице-премьерам Шамилю Исаеву и Раюдину Юсуфову, а также министру образования Шахабасу Шахову. Поздно вечером 15 декабря 2011 года журналист Хаджимурад Камалов был убит на улице Магомеда Гаджиева в дагестанской столице. По словам очевидцев преступления, киллер выстрелил в Камалова после того, как тот вышел из здания редакции проводить друга. Затем стрелявший скрылся в неизвестном направлении. Уголовное дело было сразу же возбуждено по двум статьям УК РФ - 105 («Убийство») и 222 («Незаконный оборот оружия и боеприпасов»). Однако до сих пор найти киллера и организаторов убийства не удавалось. По версии следствия убийство сотрудника СМИ заказал дагестанский чиновник, ныне находящийся под арестом в Москве.

Комсомольская правда, 5 апреля; Эхо Кавказа, 5 апреля    

 

АПРЕЛЬ, 3, 6

«Федеральное агентство новостей»

Роскомнадзор 6 апреля отправил руководству социальной сети Facebook запрос с требованием объяснить блокировку русскоязычных страниц, в числе которых оказался аккаунт «Федерального агентства новостей». В пресс-релизе регулятора блокировку называют продолжением «недружественной политики» в отношении российских пользователей, которая ставит под сомнение их своевременное осведомление об актуальной новостной повестке. 3 апреля Facebook удалила несколько сотен аккаунтов и страниц, созданных пользователями из России, предположительно связанными с так называемой «фабрикой троллей» – Агентством интернет-исследований. Согласно заявлению руководства социальной сети, большая часть удаленных материалов принадлежала Федеральному агентству новостей, которое, как установили эксперты Facebook, «технологически и структурно переплетено» с Агентством интернет-исследований. Оно ранее стало объектом уголовного преследования в Соединенных Штатах по делу о вмешательстве в американский избирательный процесс.

Радио Свобода, 6 апреля                                       

 

АПРЕЛЬ, 4

Сайт фонда «СПИД.Центр»

Депутат Государственный думы Виталий Милонов обратился в Генеральную прокуратуру РФ с требованием заблокировать на территории России сайт фонда «СПИД.Центр». Об этом он написал на своей странице в Facebook. «Под прикрытием профилактики СПИДа в России действует откровенный педерастически-либеральный ресурс «СПИД.Центр». Руководит им гей на передержке (Антон) Красовский -  заразившийся, как и все педерасты, СПИДом сам. Требую незамедлительного закрытия этого вредного ресурса и привлечения к ответственности организаторов. К этому ресурсу с пропагандой педерастии могут иметь доступ наши дети», - говорится в сообщении депутата. К своей публикации Милонов приложил фото самого обращения в Генпрокуратуру. Из опубликованных документов следует, что негодование депутата вызвали, в частности, две статьи, опубликованные на сайте «СПИД.Центра»: «ВИЧ изменил мою жизнь раз и навсегда» и «Греческий митрополит пойдет под суд за оскорбление чувств геев». Первая из них, по мнению депутата, содержит «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», что является нарушением статьи 6.21 КоАП. Кроме того, эта публикация «фактически пропагандирует приобретение ВИЧ-статуса» и попадает под часть 2 статьи 122 УК РФ («Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни»), считает депутат. Материал о греческом митрополите, по мнению Милонова, оскорбляет религиозные чувства верующих (статья 148 УК РФ), а также направлен «на разжигание ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии» (статья 282 УК РФ). Милонов попросит генпрокурора провести проверку изложенной им информации. Он призывает признать информацию на сайте «СПИД.Центра» запрещенной на территории РФ. Также депутат предлагает проверить на нарушение законодательства «организаторов» сайта. В самом «СПИД.Центре» публикацию Милонова об организации в Facebook назвали «гомофобной и ВИЧ-фобной». Комментируя обращение депутата в прокуратуру, в организации заметили, что вся информация, размещенная на их сайте, предназначена для читателей старше 18 лет. Там также добавили, что в статье о митрополите «нет ни мнения редакции, ни вообще чьего-либо мнения». «Это просто информация о том, что суд отказался судить митрополита, не более того», - заявил интернет-проекту Daily Storm директор фонда «СПИД.Центр» Антон Красовский. С критикой в адрес депутата выступила одна из его коллег по Госдуме - депутат и телеведущая Оксана Пушкина, которая входит в попечительский совет благотворительного фонда «СПИД.Центр». Она назвала Милонова «лицемером», «циником» и «хамом», которому «хайпа хочется», сообщает сайт организации.

Newsru.Com, 4 апреля                                      

 

АПРЕЛЬ, 4

Все СМИ

Средства массовой информации и социальные сети начнут проверять на наличие материалов, содержащих экстремистскую и террористическую идеологию. Для этого  из числа интернет-активистов создадут «народные дружины», сообщают «Известия» со ссылкой на заместителя главы комитета Госдумы по безопасности Анатолия Выборного. Эти меры могут принять на основе закона «Об информационном противоборстве терроризму и экстремизму», который с учетом предложений заинтересованных ведомств разработали для стран - членов Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ). По информации газеты, документ примут на ближайшем заседании Парламентской ассамблеи организации осенью 2018 года. В будущем на его основе разработают национальный закон, отметил Выборный. Руководители СМИ должны будут проверять редакционные материалы на экстремизм, и сообщать о готовящихся преступлениях. Издание оштрафуют и закроют за нарушения, говорится в пояснительной записке к документу, который оказался в распоряжении газеты. Проверять начнут и соцсети. Пока неясно, какая информация будет считаться «используемой в террористических или экстремистских целях». Это определит уполномоченный орган, который должен утвердить глава государства или правительство.

Лениздат, 4 апреля                                           

 

АПРЕЛЬ, 4

Журнал «Собеседник»

Нижегородская исправительная колония подала иск к Марии Алехиной и «Собеседнику» из-за статьи о тяжелых условиях труда заключенных. Истец через суд потребовал от участницы Pussy Riot Марии Алехиной и журнала «Собеседник» опровергнуть информацию об условиях труда заключенных, которая была опубликована 21 августа прошлого года на сайте издания «Кто зарабатывает на бесплатном труде зеков и мучениях врачей «скорой». В иске подчеркивается, что «Собеседник» и «участница феминистской панк-рок-группы Pussy Riot» подрывают авторитет учреждения в глазах общественности и других учреждений уголовно-исправительной системы, распространяя недостоверные сведения и слухи. В колонии не согласились с информацией о контракте на пошив медицинских халатов, заключенном ИК N2 с «Авангард-спецодеждой» по заниженным ценам. Кроме того, истец посчитал ложным рассказ Алехиной о трудовых условиях заключенных, отмечает издание. «Рабочий день длится от 8 до 12 часов. При этом людям почти не платят: зарплаты по 200-300 рублей. Администрация удерживает из полагающегося МРОТа деньги, которые непонятно на что идут. Думаю, с заказов на производство «кормятся» как администрация самой колонии, так и представители ФСИН выше уровнем», - так описывало труд заключенных издание. Руководство исправительной колонии потребовало черед суд признать опубликованную информацию не соответствующей действительности и обязать Алехину и «Собеседник» распространить опровержение этой информации. В августе 2012 года Алехина была приговорена к двум годам колонии общего режима после панк-молебна в храме Христа Спасителя в центре Москвы. Алехина отбывала наказание в ИК-28 в Березниках Пермского края, а затем в августе 2013 года была переведена в ИК-2 Нижегородской области.

Newsru.Com, 4 апреля                                     

 

АПРЕЛЬ, 4

Газета «Зори плюс»

«Есть подозрения, что был расчетливый шаг – взять нас на крючок», - заявила 4 апреля в Пермском краевом суде главный редактор газеты «Зори плюс» Ольга Меланина. Апелляционная инстанция согласилась с журналистскими доводами и окончательно отказала в иске адвокату Сергею Кузнецову, который требовал с издания 820 тыс. рублей за нарушения его авторских прав и 100 тыс. рублей за причинение морального вреда. Частный городской еженедельник «Зори плюс» выходит тиражом 6 300 экземпляров в Добрянке – близком к Перми районном центре, где с советских времен продолжается строительство самой крупной в Европе тепловой электростанции. 12 апреля 2016 года редакция получила по электронной почте письмо от местного адвоката С. Кузнецова. Он предложил новую рубрику «Адвокатские кейсы», где на практических примерах «население бы «училось» и повышало «свой правовой уровень». В первой строке третьего абзаца данного послания указано: «Для объективности возможно ведение, на бесплатной основе, рубрики (ответственный на общественных началах на подготовку 1 раз в неделю интересных «местных» или иных материалов практики – адвокат Кузнецов С.А.). «Хорошо, что я сохранила переписку», - призналась в беседе с ФЗГ главный редактор О. Меланина. Файлы длительного общения с автором стали доказательствами в судебном споре. Адвокатский иск был зарегистрирован в Добрянском районном суде 16 ноября 2017 года. Ответчиком выступал учредитель городской газеты «Зори плюс» - ООО «Пресса-Том». Истец несколько раз изменял требования за нарушенные, по его мнению, авторские права. От заявленной компенсации в 4,55 млн рублей он в итоге оставил 820 тыс. рублей, сохранив прежним размер морального вреда в 100 тыс. рублей. Иск был обоснован тем, что в еженедельнике и на сайте «Зори плюс» размещено по 26 текстов и по 2 фотографии без согласия автора – адвоката С. Кузнецова. Ответчик требования не признал и, среди прочего, пояснил - публикация материалов по соглашению, выраженному в форме переписки по электронной почте, является правомерной формой взаимоотношений и не противоречит законодательству об авторских правах. Добрянский районный суд 11 января 2018 года не усмотрел нарушений со стороны журналистов, отказал в удовлетворении иска. На слушания 4 апреля собственной апелляционной жалобы и 100 (ста!) дополнений к ней С. Кузнецов не явился и не направил представителя. Докладывая дело, судья Пермского краевого суда Вячеслав Фомин подробно перечислил все адвокатские доводы. В частности, истец попросил отменить решение суда первой инстанции на том основании, что ответчик при подготовке своей правовой позиции «незаконно воспользовался услугами иностранного агента» – некоммерческой организации Центр по защите прав СМИ из Воронежа. Отвечая на вопросы судьи В. Фомина, главный редактор О. Меланина подтвердила - адвокат С. Кузнецов присылал в редакцию, по сути, тексты судебных решений, которые требовалось переводить «с юридического на читаемый язык». «Я связывалась с автором, просила уточнения, получала дополнительные сведения и приступала к созданию публикаций на основе полученной информации. Иногда тексты полностью переписывались, им придавался читабельный вид, поскольку тексты Кузнецова пестрили юридической терминологией, содержали краткое изложение дела без подробностей, интересных читателям. Для нас было шоком, когда через два года поступила претензия. Это недобросовестное поведение», - отметила журналист О. Меланина.

Информация Михаила Лобанова (Пермь)                       

 

АПРЕЛЬ, 4

Газета «Новые колеса»

Калининградское издание «Новые колеса» прекращает работу, сообщает на своей странице в фейсбуке исполняющий обязанности главного редактора Юрий Грозмани. Как пишет Грозмани, прекращение деятельности связано не с арестом главного редактора «Новых колес» Игоря Рудникова и не с финансовыми трудностями, а с тем, что торговые сети «Спар», «Виктория» и «Семья» отказались продавать газету. По мнению журналиста, это связано с давлением на магазины со стороны губернатора Калининградской области Антона Алиханова. «[Торговые сети] пришли ну просто к невероятным выводам - продавать «Новые колёса» для них экономически невыгодно, нерентабельно и даже убыточно... Это при том, что тираж еженедельника составлял более 11 тысяч экземпляров и имел своих постоянных читателей. А газеты раскупались влет буквально за два-три дня, принося приличные барыши торгующим организациям», - написал Грозмани. Последний выпуск газеты № 593 выйдет 5 апреля. Грозмани предполагает, что торговые точки могут создавать препятствия для его продажи, так как продавцам «под угрозой увольнения» запретили продавать «Новые колеса». Ранее Грозмани сообщал, что выпуск «Новых колес» №592, рассказывающий о пытках в ФСБ, был изъят сотрудниками спецслужбы из киосков «Пресса». Еженедельник «Новые колеса» был основан Игорем Рудниковым в мае 1995 года. Он позиционирует себя как общественно-политическое издание. Сам Рудников с начала ноября 2017 года находится в СИЗО по обвинению в вымогательстве у главы управления Следственного комитета в Калининграде Виктора Леденева (пункт «б» части 3 статьи 163 УК РФ). Следствие считает, что Рудников вместе с экс-заместителем полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Александром Дацышиным вымогал у Леденева 3 млн рублей за прекращение публикаций в «Новых колесах» порочащей его информации. Сам журналист называет дело против него провокацией. Он утверждает, что глава местного СК обещал раскрыть журналисту, кто мешал расследованию нападения на него в марте 2016 года. По словам обвиняемого, вместо обещанной информации Леденев через соосновательницу «Новых колеc» Светлану Березовскую передал Рудникову папку, в которой лежали деньги. Правозащитный центр «Мемориал» признал Рудникова политзаключенным.                            

Медиазона, 4 апреля  

 

АПРЕЛЬ, 4

Съемочная группа ГТРК «Санкт-Петербург»

В Санкт-Петербурге на съемочную группу петербургской программы «Вести» напали охранники Литейного моста, сообщает ГТРК «Санкт-Петербург». Журналисты снимали репортаж о тестовой разводке переправы. Отмечается, что материал не носил проблемного характера - репортеры просто пытались снять, как разводят мост. Охранники потребовали разрешение на съемку и документы, на ответную просьбу представиться реагировали нецензурно. Корреспондент «ГТРК Санкт-Петербург» Артём Потар рассказал: «Они начали рассказывать, что могут задержать нас на три часа, начали угрожать наручниками, забрать камеру. Собственно говоря, в подтверждение этих слов один из них вцепился в камеру. Оператор среагировал, сказал, чтоб убрали руки. Я попросил представиться, в ответ мне сказали «Александр Сергеевич Пушкин» и ударили в лицо. В руках был штатив, я попытался уклониться, удар прошел по скуле». Представители петербургских «Вестей» обратились в надзорное ведомство с просьбой выяснить обстоятельства происшествия и установить, кто напал на журналистов.

Лента.Ру, 5 апреля; ГТРК «Санкт-Петербург»      

 

АПРЕЛЬ, 5

«Комсомольская правда»

Бывший начальник территориального отделения ритуального обслуживания №3 ГБУ Москвы «Ритуал» Юрий Чабуев подал в суд иск на «Комсомольскую правду» из-за статьи о поборах с нелегальных мигрантов. Он требует взыскать с издания 500 тыс. рублей, сообщает АГН «Москва» со ссылкой на пресс-секретаря Савеловского суда Марию Михайлову, отмечая, что Чабуева обвиняют в организации беспорядков на Хованском кладбище. «Истец Юрий Чабуев просит признать распространенные в статье под заголовком «После побоища на Хованском кладбище шабашников-таджиков стало только больше» сведения не соответствующие действительности, порочащими честь и достоинство и деловую репутацию», - сказала она. Также Чабуев просит суд обязать написать опровержение и взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 тыс. руб.

В опубликованной от 22 октября 2017 г. статье «Комсомольской правды» говорится, что Чабуев требовал от нелегальных рабочих 70% их заработка, вместо 30%, которые они платили своим бригадирам ранее. Так, по словам одного из мигрантов, ситуация резко изменилась с приходом Чабуева. «Люди Чабуева, кавказцы, «проехались» по кладбищу, побеседовали с разнорабочими, кто сколько берет. То есть, поняли, сколько денег могут заработать, если заставят нас делиться, - приводит издание слова рабочего Акрамжона. В настоящее время уголовное дело в отношении Чабуева и еще 15 фигурантов рассматривает Мосгорсуд. В ходе первого судебного заседания главный подсудимый свою вину не признал. В ходе массовых беспорядков и перестрелки у центрального входа на Хованском кладбище три человека погибли на месте и более тридцати человек были ранены. Как установили следователи, бывший начальник территориального отделения ритуального обслуживания №3 ГБУ Москвы «Ритуал» Юрий Чабуев и Александр Бочарников организовали массовые беспорядки для силового вытеснения трудовых мигрантов - граждан Таджикистана - с территории кладбища. В ходе расследования фигурант дела Сергей Ульихин признал вину в полном объеме и дал показания, изобличающие других соучастников преступлений, а фигурант Владимир Колесников признал вину частично. В отношении остальных участников массовых беспорядков, которые сейчас находятся в международном розыске, уголовные дела выделены в отдельное производство.

Лениздат, 5 апреля                                                    

 

АПРЕЛЬ, 6

«Грани.Ру»

«Ежедневный журнал»

«Каспаров.Ру»

В ФЗГ поступила информация, что Россия ответила на вопросы ЕСПЧ по коммуницированной судом жалобе владельцев сайтов «Грани.Ру», «Ежедневный журнал» и «Каспаров.Ру» на незаконную блокировку ресурсов. «Ответ властей РФ трудно назвать аргументированным и обоснованным, - считает старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова, которая представляет интересы «Ежедневного журнала». - По сути, повторена риторика национальных судов, все действия прокуратуры, Роскомнадзора и судов считаются абсолютно законными, а принятые меры - адекватными ситуации». «Может быть, и не стояла задача аргументированно представить позицию перед ЕСПЧ, достаточно просто технично и без запинок повторить все то, что мы уже неоднократно слышали, - предполагает юрист. - В очередной раз заявили, что судами установлен факт распространения публикаций, содержащих призывы к участию в несанкционированных массовых мероприятиях, - в то время как ни одна публикация «Ежедневного журнала» не была названа в требовании прокуратуры и, следовательно, не исследовалась судом. Опять подчеркнули, что владелец сайта не удалил запрещенную информацию, без оговорки о том, что владелец «ЕЖ» на протяжении всего судебного процесса настойчиво просил дать ссылки на запрещенные публикации именно с целью их удаления, но слышал лишь о «тенденциозности подачи материала» на всем ресурсе». «Вишенкой на торте» стало пространное рассуждение российских властей о том, что законом не определены способы ограничения доступа к контенту сайтов и операторы связи сами выбирают их в зависимости от имеющихся технических средств. И это, по их мнению, говорит о достаточно ясном законодательстве в области регулирования интернет-контента и предсказуемости в его применении. Интересно, они сами себя слышат?» - удивляется юрист. Сайты были заблокированы в 2014 году Роскомнадзором по требованию Генеральной прокуратуры. Владельцы ресурсов не смогли добиться в российских судах даже информации о том, из-за каких именно публикаций были применены такие меры ограничения. Причина блокировки «Ежедневного журнала» – «призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности или участию в массовых публичных мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». К каким именно страницам ресурсов и текстам относилась эта формулировка, узнать так и не удалось. В 2016 году «Ежедневный журнал» подал жалобу в ЕСПЧ. В ней подчеркивается, что вмешательство в право на свободу выражения мнения, которое гарантировано статьей 10 Конвенции о защите прав и свобод человека, непропорционально преследуемой цели.

Информация Романа Жолудя (Воронеж)                 

 

АПРЕЛЬ, 6

Станислав Калиниченко

Суд отправил в следственный изолятор кемеровского блогера Станислава Калиниченко, обвиняемого в применении насилия к полицейскому. Об этом сообщил портал «Тайга.инфо». Калиниченко пожаловался в правоохранительные органы, что восемь полицейских в 2016 году избивали и душили его. Полиция отказала ему в возбуждении дела по факту избиения, но в итоге он сам стал обвиняемым в нанесении побоев сотруднику полиции при задержании. По данным издания, летом 2016 года блогера задержали двое полицейских и потребовали подписать протокол о распитии спиртных напитков. По утверждению блогера, он на тот момент не употреблял алкоголь. Тогда полицейские силой и с помощью электрошокера посадили Калиниченко в машину и увезли в отделение. Там, по словам Калиниченко, вместе с шестью сотрудниками отделения начали избивать блогера руками и ногами. Калиниченко начал кричать и звать на помощь, тогда один из полицейских, Анатолий Опарин, попытался его придушить. Блогер рассказал, что несколько раз терял сознание. Калиниченко признали виновным в распитии спиртных напитков, не сделав ему тест на содержание алкоголя в крови. Станислав Калиниченко в 2015 году был признан виновным в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности.

Радио Свобода, 6 апреля                                     

 

АПРЕЛЬ, 6

Алексей Шитик

В Томской области журналист газеты «Образ жизни» Алексей Шитик завил об угрозах в его адрес. «Шитик! Если ты не заткнешься, твои родственники скоро будут тебя хоронить. Это не пустые слова», - такое послание, по словам журналиста, он нашел у себя в почтовом ящике. Об этом он написал у себя на странице в фейсбуке. Журналист считает, что угроза связана с его общественной и политической деятельностью и депутатом Законодательной думы Томской области Олег Громовом. «С Громовым я судился в 2017 году. Я подал на него в суд, поскольку он перед выборами назвал меня через газету чудищем и фашистом. Я подал на него в суд на клевету. Я проиграл суд. Подавал потом апелляцию. Сейчас я жду решение кассационной инстанции. Ему это очень не нравится», - рассказал Алексей Шитик ОВД-Инфо. Кроме того, как говорит журналист, депутат Громов требует, чтобы Шитик выплатил ему судебные издержки - 25 тысяч рублей. До этого, по словам Шитика, прямых угроз ему не поступало. «Были намеки, меня вызывали на профилактические беседы в полицию. У нас областной депутат Громов уже 24 года у власти. Его зять был главой района. Я задавал Громову вопросы по поводу коррупции. Через два дня мне прислали повестку в полицию, причем даже не указали, почему», - рассказывает Шитик. Тогда в отделе сотрудники полиции говорили журналисту: «Зачем вы лезете в политику? то не ваше дело». ОВД-Инфо не удалось дозвониться до депутата Олега Громова. По указанному на официальном сайте номеру не ответили. В 2016 году журналист записал видео о нарушениях компании «Роскитинвеста», которая строит лесопромышленный комплекс в Асине. Алексей Шитик считает, что строительство вредит окружающей среде, а компания не соблюдает нормы охраны труда сотрудников. Кроме того, он утверждает, что власть связана с заводом компании.

ОВД-Инфо, 6 апреля                                          

 

АПРЕЛЬ, 6

Telegram

Роскомнадзор подал иск о блокировке Telegram, передает «Интерфакс» со ссылкой на сообщение ведомства. «На основании ст. 15.4 федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Роскомнадзором в пятницу, 6 апреля, подано исковое заявление в Таганский районный суд Москвы с требованием об ограничении доступа на территории России к информационным ресурсам организатора распространения информации в сети Интернет Telegram Messenger Limited Liability Partnership», - указано в сообщении Роскомнадзора. В нем отмечается, что «исковое заявление подано в связи с выявлением ФСБ России неисполнения компанией Telegram Messenger Limited Liability Partnership обязанности организатора распространения информации, установленной п. 4.1 ст. 10.1 данного закона». Мировой суд Мещанского района Москвы 16 октября 2017 года оштрафовал Telegram Messenger LLP (Лондон) на 800 тысяч рублей за отказ исполнить запрос ФСБ о предоставлении информации для декодирования сообщений пользователей. Telegram Messenger LLP подала на это решение жалобу, 12 декабря 2017 года Мещанский суд Москвы признал решение суда по этому делу законным. Верховный суд России 20 марта снова отказал Telegram в признании недействующим приказа ФСБ РФ, устанавливающего процедуру предоставления ведомству ключей для расшифровки электронных сообщений пользователей интернета. Роскомнадзор дал Telegram 15 дней для выполнения запроса ФСБ. 21 марта стало известно, что Telegram оспорил штраф в Европейском суде по правам человека. Позже Мещанский суд Москвы отказался принять коллективный иск пользователей мессенджера Telegram, которые считают незаконным требование спецслужб о предоставлении ключей для расшифровки переписок в мессенджере. 2 апреля Telegram снова отказался предоставить Роскомнадзору ключи для дешифровки сообщений. Павел Чиков, руководитель международной правозащитной группы «Агора», которая представляет мессенджер в судах, сообщил в своем Telegram-канале, что «Telegram принял решение снова снизойти и разъяснить чиновникам, что указанные требования в принципе неисполнимы». Как сообщал мессенджер Роскомандзору, при создании «секретного чата» используется «асимметричное шифрование и алгоритм Диффии – Хеллмана», при котором из двух созданных частей ключа одна никогда не покидает пользовательского устройства и не передается по каналам связи». «Таким образом, администратор сервиса в существующей архитектуре ни при каких условиях не имеет доступа к информации, дающей возможность декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых с его помощью электронных сообщений», - говорится в ответе Telegram.

Лениздат, 6 апреля                                              

 

АПРЕЛЬ, 6

Издание «Новости Крыма»

Прокуратура Крыма совместно с сотрудниками министерства чрезвычайных ситуаций продолжала проверки мест массового пребывания людей, в том числе торгового дома «Пассаж» в центре Симферополя. На входе в пятиэтажное здание сотрудники МЧС обнаружили отсутствие датчиков задымления и пожарной сигнализации. После этого проверяющие поднялись на пятый этаж здания, где располагается офис крупной крымской строительной фирмы. Сразу выяснилось, что найти единого собственника пятиэтажного помещения не представляется возможным. Каждый из этажей принадлежит нескольким лицам, которые, в свою очередь, сдают помещения на этажах третьим лицам. В размещенное на втором этаже отделение коммерческого банка оказалось вообще сложно попасть. Сотрудник банковского учреждения, ссылаясь на то, что это якобы режимный объект, препятствовал работе журналистов.

Новости Крыма, 7 апреля                               

 

АПРЕЛЬ, 7

Газета «Гражданский патруль»

В Новосибирске неизвестные вошли в квартиру сотрудника общественной организации «Гражданский патруль», угрожали ему насилием и забрали часть тиража газеты, посвященной деятельности управляющей компании предпринимателя Алексея Джулая, сообщил корреспонденту «Сибирь.Реалии» руководитель организации Ростислав Антонов. По его словам, сотрудник использовал свою квартиру для работы, здесь велись консультации посетителей. В пятницу, 6 апреля, он отсутствовал в квартире, а в субботу обнаружил, что дверь и замок покрыты монтажной пеной. Чтобы попасть в квартиру, замок пришлось разобрать. В этот момент в квартиру вошли двое неизвестных и стали угрожать активисту физическим насилием. Сотрудник «Гражданского патруля» успел позвонить Антонову, а тот вызвал полицию. Тогда неизвестные ушли, забрав тираж газеты, которую издает организация. «По словам нашего сотрудника, двое нападавших по телефону звали в квартиру кого-то еще, если бы не звонок мне, то неизвестно, чем бы все закончилось, у дома находилось еще несколько человек, их спугнула быстро приехавшая полиция», - сказал Антонов.

Сибирь. Реалии, 8 апреля                                     

 

АПРЕЛЬ, 8

СМИ Карелии

Сообщение о том, что транспортная прокуратура Карелии в ходе мониторинга обнаружила три сайта с информацией, способствующей распространению экстремистских материалов, скорее всего, не обратило бы на себя внимание, если б не тот факт, что именно транспортная прокуратура озаботилась вопросами разжигания социальной розни. Реакция граждан на известие об успешной борьбе транспортной прокуратуры с экстремизмом вызвала бурную общественную дискуссию в социальных сетях, суть которой простая: лучше бы транспортная прокуратура занялась мониторингом состояния автомобильных дорог, по которым в Петрозаводске, в частности, трудно ездить - ямы, провалы, колдобины... Каждый день из-за отвратительного состояния дорожного покрытия в Петрозаводске возникают аварийные ситуации. Петрозаводчане организовали сбор подписей на сайте сhange.org под петицией «Отремонтируйте дороги Петрозаводска». Жители города активно подписываются под воззванием, заодно информируя в социальной сети «ВКонтакте» главу республики А. Парфенчикова, чтобы и он повлиял на мэра Петрозаводска Ирину Мирошник. На что губернатор резонно отвечает, что у него имеются свои служебные функции, а за коммунальную жизнь Петрозаводска ответственность несёт глава города, вот к ней, мол, и адресуйтесь. Однако в отличие от губернатора Парфенчикова мэр Мирошник не вступает в переписку с горожанами на своей странице «ВКонтакте», хотя имеет её (многие муниципальные руководители завели аккаунты вслед за А. Парфенчиковым).  Петрозаводчане, доведённые состоянием дорогам до белого каления, сообщают надзорным органам, что главными разжигателями социальной розни являются как раз представители власти, облечённые руководящими полномочиями и распоряжающиеся бюджетными деньгами, но не умеющие решать проблемы, мешающие людям нормально жить. А транспортной прокуратуре вместо того, чтобы искать экстремистов в соцсети, стоит заняться состоянием дорожной сети в Карелии, считают авторы постов. Однако в транспортной прокуратуре Карелии предпочитают не замечать обрушившийся на неё гнев автомобилистов.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)

 

АПРЕЛЬ, 8

Издание «Кавказский узел»

Завершено расследование уголовного дела в отношении Карима Касумова, обвиняемого в воспрепятствовании профессиональной деятельности журналиста и повреждении его имущества (ч. 3 ст. 144 УК РФ). Карим Касумов – один из провокаторов, который препятствовал журналистам освещать антикоррупционный митинг в Махачкале и применял для этого силу. ФЗГ сообщал о том, как 12 июня 2017 года во время антикоррупционного митинга у Кумыкского театра Махачкалы трое мужчин напали на двух журналисток «Черновика» - Саиду Вагабову и Барият Идрисову, освещавших мероприятие. У Идрисовой и Вагабовой отобрали телефоны, Вагабову толкнули и пообещали «поломать», с Идрисовой пообещали «разобраться». Кроме этого, мужчины сломали камеру корреспонденту издания «Кавказский узел» Патимат Махмудовой. Корреспондентки обратились в полицию с заявлением. Однако в полиции действия нападавших были расценены как мелкое хулиганство, их оштрафовали на 500 рублей. Главный редактор газеты «Черновик» Маирбек Агаев обратился к главе президентского Совета по правам человека Михаилу Федотову с просьбой взять расследование нападения на журналистов под личный контроль, а также содействовать привлечению к ответственности виновных лиц. Кроме этого, он направил обращение на имя генпрокурора России Юрия Чайки с просьбой провести проверку и возбудить уголовное дело в отношении нападавших. Спустя три месяца было возбуждено уголовное дело в отношении троих провокаторов – Карима Касумова, Сурхая Магомедова и Гаирбека Ахмедова. Уголовное дело в отношении Касумова было выделено в отдельное производство. Кстати, родной брат Карима, Камал Касумов, был подозреваемым по делу об убийстве сотрудника РГВК «Дагестан» Яхьи Яхьева, а позже приговорен Ленинским районным судом Махачкалы к восьми годам колонии за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Следствие установило, что обвиняемый с целью воспрепятствования профессиональной деятельности корреспондента «Кавказского узла» стал требовать прекращения съёмок митинга, после чего с применением насилия повредил монитор видеокамеры журналиста. Максимальное наказание за это преступление - лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)         

 

АПРЕЛЬ, 9

«Спид-инфо»

Работа над новым выпуском газеты «СПИД-инфо» остановлена из-за забастовки журналистов, которые жалуются на невыплату зарплаты. По данным Telegram-канала Mash, владелец издания Андрей Манн был должен своим подчиненным около 9 млн рублей, передает издание «Взгляд». «Он долго всех успокаивал, кормил завтраками и обещал выплатить все долги. А потом Манн просто продал журнал, никого не предупредив», – отмечают авторы канала. Сообщается, что авторам не выплачивают гонорары на протяжении трех лет. Журналисты обратились с заявлениями в прокуратуру и Следственный комитет. Новый хозяин, как сообщается, уже погасил треть долгов, однако сотрудники ждут выплаты всего остатка зарплаты.

Лениздат, 9 апрелдя                                    

 

АПРЕЛЬ, 9

Магомед Хазбиев

Магасский районный суд Ингушетии продлил на два месяца арест оппозиционеру, редактору сайта «Ингушетияру.орг» Магомеду Хазбиеву, обвиняемому в незаконном хранении оружия и оскорблении представителя власти. Об этом сообщает адвокат Международной правозащитной группы Агора Андрей Сабинин. «Сегодня Магомед Хазбиев попросил личного участия в судебном заседании, а не через видеоконференцсвязь (ВКС). Судья ему отказала, тогда он встал и ушел из кабинета с ВКС. Судье пришлось объявить перерыв, связываться со следственным изолятором для обеспечения явки Хазбиева. В итоге он вернулся в комнату с ВКС и потребовал второй раз личного участия. Опять получил отказ. После этого адвокат Ибриева заявила отвод судье. Фактически процесс по существу не мог начаться с 12 часов», - передает Сабинин. Магомед Хазбиев 12 марта объявлял голодовку в связи с многочисленными отказами в получении квалифицированной медицинской помощи. Его арестовали 11 января. Обвиняют в незаконном хранении оружия (ст. 222 УК РФ) и оскорблении представителя власти (ч. 1 ст. 319 УК РФ). Он считает свое преследование политическим. В январе 2015 года МВД по Ингушетии заподозрило Хазбиева и его родственников в угоне машин и хранении оружия. С того времени он находился в международном розыске. Позднее Хазбиев сообщал, что покинул республику из-за угроз и уехал в Чечню, где ему, как отмечает «Кавказский узел», предоставили государственную защиту. Накануне ареста оппозиционер заявил, что намерен вернуться в Ингушетию. 8 января во двор дома в Назрани, где проживают родители Хазбиева и семья его брата, бросили гранату.

ОВД-Инфо, 9 апреля                                      

 

АПРЕЛЬ, 9

Иван Чазов

Ленинский районный суд Перми выдал исполнительный лист о наложении ареста на имущество журналиста Ивана Чазова в пределах 13,4 млн рублей. Такая мера принята в обеспечение иска, заявленного ООО «Управляющая компания «ЦУП» - обладателя 7 договоров займа, заключенных в 2016 году ответчиком И. Чазовым с нынешним депутатом Госдумы РФ Дмитрием Скривановым. Иск поступил в суд 5 марта 2018 года. В заявлении указано, что со 2 августа по 15 сентября 2016 года И. Чазов подписал с Д. Скривановым (в то время депутатом заксобрания Пермского края) 7 договоров беспроцентного займа на общую сумму 9,5 млн рублей. 16 сентября Д. Скриванов уступил право требования по данным договорам АО «Компания «Дартс», где числился директором по стратегическому развитию. 13 ноября долги были переуступлены ООО «Управляющая компания «ЦУП». В оговоренный срок возврата денег - 31 декабря 2016 года – заемщик не исполнил обязательства. Новый владелец долгов вчинил ему иск на общую сумму 13,4 млн рублей – с процентами, предусмотренными в договорах за нарушение срока их исполнения. «В договорах есть расписки, что деньги получены», - сообщил в судебном заседании 10 апреля представитель истца Максим Кутовой и предъявил подлинники этих документов. «Свои подписи Чазов не оспаривает. Расписки изготовлены в самом тексте договоров. Мой доверитель рассчитывал получить деньги безналичными в будущем. Чазов деньги от Скриванова не получал. Хотим доказать безденежность и недействительность договоров, предъявить встречный иск», - сказал юрист Алексей Жучков в защиту ответчика И. Чазова, который в суд не явился. Судья Лариса Дульцева удовлетворила ходатайство истца о привлечении к делу в качестве третьих лиц Д. Скриванова и АО «Компания «Дартс». По закону их явка на судебные слушания необязательна – и действующий депутат Госдумы РФ вправе ограничиться направлением своего представителя. К назначенному на 16 мая очередному заседанию истцу предложено обосновать, что кредитор Д. Скриванов имел возможность одолжить подобную сумму. Остается добавить, что летом-осенью 2016 года несколько журналистов из подконтрольного Д. Скриванову медиахолдинга боролись за мандаты в краевое заксобрание. Масштабное и затратное хождение во власть провалилось, все проиграли. В том числе – выдвиженец от партии «Справедливая Россия» И. Чазов, снявший 11 сентября 2016 года свою кандидатуру в одномандатном округе № 9. Выпускавшее газеты-агитки ООО «АктивМедиа» 15 марта 2018 года признано банкротом. В реестр кредиторов включено требование налоговой службы о недоимке перед государством на 7,1 млн рублей.

Информация Михаила Лобанова (Пермь)       

 

АПРЕЛЬ, 9

Татьяна Фельгенгауэр

Пресненский суд Москвы начал рассматривать дело о нападении на журналиста «Эха» Татьяну Фельгенгауэр. На скамье подсудимых – 48-летний житель Израиля Борис Гриц. Когда его провели через холл в зал заседаний, Борис Гриц не сказал ни слова, не смотрел по сторонам, и словно не замечал телекамер, которые его снимали. Почти так же он себя вел и в тот момент, когда судья Елена Абрамова оглашала решение по итогам предварительного заседания. Рассматривать дело по существу начнут 18 апреля, арест оставляют в силе почти до конца сентября. Защита Бориса Грица эту меру обжаловать не собирается. По словам адвоката Игоря Зубера, против этого сам обвиняемый. В то же время Гриц, добавил Зубер, согласен на то, чтобы дело закончилось решением о принудительном лечении. Адвокат Олег Елисеев, который представлял сегодня интересы журналиста «Эха» Татьяны Фельгенгауэр, дал понять, что пока потерпевшая сторона хочет посмотреть, как будет идти сам процесс. Пока что по статье о покушении на убийство, которая фигурирует в этом деле, Грицу может грозить до 15 лет лишения свободы. Его адвокаты говорят, что статью обвинения следовало бы изменить на причинение тяжкого вреда здоровью. Само нападение произошло в минувшем октябре. Гриц проник в редакцию «Эха», ранил Татьяну Фельгенгауэр ножом в шею, и был задержан. Полиции он позже рассказывал, что журналист якобы преследовала его несколько лет по телепатической связи. По заключению комплексной психиатрической экспертизы Гриц в момент нападения находился в состоянии невменяемости – у него выявлена параноидная шизофрения с непрерывным типом течения.

Эхо Москвы, 9 апреля                                      

 

АПРЕЛЬ, 11

СМИ Кстова

В ФЗГ поступила информация, что 23 марта Кстовский городской суд (Нижегородская область) отказал депутатам в удовлетворении исковых требований к печатному СМИ о защите чести и достоинства. Об этом сообщает объединённая пресс-служба судов общей юрисдикции Нижегородской области. Истцы заявили, что в нижегородской газете был опубликован ряд статей, содержащих «недостоверные сведения, порочащие их честь и достоинство». Они просили обязать СМИ выпустить опровержение и взыскать моральную компенсацию. Была назначена и проведена судебная лингвистическая экспертиза. По словам автора статьи, то, что он написал – его личное мнение и выводы, сделанные на основании имевшихся в его распоряжении документов, в том числе многократных обращений в органы администрации, прокуратуры, министерства экономического развития. Кроме того, с момента выхода в печать оспариваемых статей, ни один из истцов не воспользовался своим правом на ответ в этой же газете. «При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в совокупности, учитывая отсутствие в спорных высказываниях ответчиков порочащего характера и не соответствия действительности сведений, опубликованных в газете, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных требований», - говорится в сообщении.

Newsnn.Ru, 11 апреля                                      

 

АПРЕЛЬ, 11

Сергей Асланян

В ночь на 11 апреля неизвестные попытались «уничтожить» машину автомобильного эксперта радиостанции «Эхо Москвы» Сергея Асланяна. Об этом сам ведущий заявил в эфире своей программы «Гараж». Асланян не уточнил, какой именно ущерб причинили его автомобилю. Судя по видео, опубликованному на ютьюб-канале «Эха Москвы», машину поцарапали, а также прокололи ее колеса и разбили зеркала заднего вида. Асланян заявил, что полиция заводит уголовное дело по факту происшествия. Он считает, что попытка уничтожить его автомобиль связана с его журналистской деятельностью. «На стоянке, где в открытом доступе много автомобилей других людей - более и менее дорогих, выбрали именно автомобиль журналиста», - отметил Асланян. Он отметил, что сам подвергся нападению несколько лет назад. «Посмотрим, как будут дальше развиваться события. Если меня, например, в этот раз убьют, значит, это напрямую связано с моей работой. Если ограничатся только автомобилем, есть небольшой процент того, что это всего-навсего вандалы мимо проходили, что наименее достоверно», - сказал Асланян. В мае 2012 года Сергей Асланян получил около 20 колотых ран ножницами во дворе своего дома в Москве. Журналист связывал нападение со своими высказываниями о пророке Мухаммеде. В связи с нападением был арестован уроженец киргизского города Ош Камолиддин Хамидов. О результатах расследования его дела не сообщалось.

Эхо Москвы, 11 апреля                                            

 

АПРЕЛЬ, 11

Съемочная группа программы «Ревизорро»

В Сочи (Краснодарский край) съемочная группа программы «Ревизорро» приехала с проверкой в отель под названием «Бридж резорт». Однако когда «телевизионная инспекция» закончила свою работу и собиралась уже выходить из здания, то к съемочной бригаде подбежал мужчина и стал нападать на сотрудников телеканала. На видео, которое попало в социальные сети, видно, как от удара один оператор падает на пол вместе с камерой. При этом телеведущая Настасья Самбурская кричит: «По какому праву? Вы что творите?». Во время конфликта поднявшийся оператор говорит нападавшему: «Вы разломали всю технику!» Ему на это представитель отеля отвечает нецензурными словами. Затем потасовка продолжается на улице и агрессивный мужчина спрашивает: «Я что, непонятно вам сказал?» Как сообщает источник, распространивший видео, карты памяти из операторских камер у съемочной группы забрали, а все материалы, которые были отсняты в этом отеле, удалены.

EG.Ru, 11 апреля                                     

 

АПРЕЛЬ, 11

Газета «Волоколамская неделя»

В редакции газеты «Волоколамская неделя» (Московская область) прошли обыски. Как сообщила Радио Свобода главный редактор издания Мария Мурашова, около 10 сотрудников областного МВД, следователи и вооруженные полицейские досмотрели документы, компьютеры и рабочие блокноты всех сотрудников. По словам Мурашовой, следствие проверяет связи издания с активистом Артемом Любимовым - главным организатор протестов против мусорного полигона «Ядрово» под Волоколамском. Сейчас он находится под арестом по обвинению в неповиновении сотруднику полиции. Следователи также сообщили Марии Мурашовой, что уголовные дела возбуждены в отношении ряда неназванных обществ с ограниченной ответственностью. «Волоколамской недели» в их числе нет, но главный редактор полагает, что обыски могут быть связаны с деятельностью издания. Оно работает независимо от властей и активно освещает акции против «Ядрово». Мэр Волоколамска Петр Лазарев заявил изданию РБК, что об обысках ему ничего не известно и добавил, что минувшей ночью опять был сильный выброс свалочного газа. При этом Мария Мурашова утверждает, что городскую администрацию на прошлой неделе также обыскивали. Мэр, по ее словам, на стороне народа, и согласовывает митинги против свалки. Массовые акции с требованием закрыть мусорный полигон «Ядрово» проходят в Волоколамске с начала года. Жители жалуются на выбросы газа из-за свалки. Ситуация обострилась после того, как десятки детей обратились в больницы с жалобами на отравление свалочным газом. Жители города потребовали ввести режим чрезвычайной ситуации. Власти пообещали, однако, в МЧС заявили, что для этого нет предпосылок.

Радио Свобода, 12 апреля                                   

 

АПРЕЛЬ, 12

Все СМИ

Союз журналистов России (СЖР) готовит несколько законодательных инициатив, которые обяжут чиновников предоставлять журналистам допускаемую законом информацию. Об этом сообщил на медиафоруме в Южно-Сахалинске руководитель СЖР Владимир Соловьев. «Мы хотим выйти с рядом законодательных инициатив. В том числе инициативы, связанные с наказанием чиновников большими штрафами за отказ журналистам в аккредитации, за непредоставление журналисту положенной законом информации, за затягивание ответа на критические материалы и так далее», - сказал Соловьев. По его словам, работа над этим сейчас идет. Эти инициативы озвучили президенту РФ Владимиру Путину на Калининградском форуме. «Он нас поддержал», - рассказал Соловьев. Первый международный медиафорум проходит 12-13 апреля в Южно-Сахалинске. За два дня участников и гостей форума ожидает насыщенная программа, включающая более 35 секций по блокам «Спортивная журналистика», «Молодежный блок», «Пресс-службы и бизнес», и «Бизнес-блок». В течение двух дней ведущие представители медиасообщества Дальнего Востока, приглашенные федеральные эксперты обсудят последние тренды digital-маркетинг, PR для стартапов, возможности социальных медиа и другие актуальные вопросы развития отрасли. В мероприятии принимают участие более 800 человек.

ТАСС, 12 апреля

 

АПРЕЛЬ, 12

Дмитрий Полянин

В Екатеринбурге совершено нападение на главного редактора «Областной газеты» Дмитрия Полянина. Вечером около подъезда его дома Полянина ударили арматурой. Он госпитализирован с сотрясением головного мозга и сломанным ребром. По словам Полянина, действия нападавших похожи на описанные в статье «Областной газеты» о «коммунальных войнах» в Екатеринбурге, вышедшей в январе. Представитель ГУ МВД по Свердловской области подтвердил РИА Новости информацию о нападении на журналиста. По предварительным данным, сообщил он, нападавших было двое. Сотрудники полиции и Следственного комитета ведут проверку, отрабатываются разные версии, в том числе бытовая и связанная с профессиональной деятельностью. Сотрудники полиции возбудили уголовное дело по части 2 статьи 112 УК РФ («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»). «Областная газета» - официальное издание администрации Свердловской области. Ее учредители - губернатор и законодательное собрание региона.

Медуза, 13 апреля                                           

 

АПРЕЛЬ, 12

СМИ Сахалинской области

В Сахалинской областной думе действуют новые правила работы для представителей СМИ. Теперь в зале заседаний можно вести только протокольную съемку, то есть фотографировать народных избранников исключительно в течение первых пяти минут после начала заседания. Потом садись на отведенное место и уже не прикасайся к фотоаппарату. Представителям СМИ измененный текст правил аккредитации не показали, сославшись на внутренний документооборот, но объяснили на словах. Мол, журналисты во время заседания постоянно перемещаются по залу, щелкают затворами и мешают депутатам сосредоточиться. На самом деле никаких помех народным избранниками никогда не было, представители СМИ давно усвоили, что продвигаться вглубь зала во время заседаний не может никто, кроме штатного думского фотографа, и мирились с доступными ракурсами, пользуясь трансфокаторами. Теперь к пространственным ограничениям прибавилось еще и временное. Независимый портал Sakh.com полагает, что изменения в правилах работы журналистов напрямую связаны со спиной конкретного депутата, снимок которой украсил предыдущий репортаж новостной ленты Sakh.com с заседания одного из думских комитетов. Депутатскому корпусу крайне не понравился такой ракурс, тем более, что снимку предшествовала информация об этом депутате – не сказать, что критическая… но так, заставляющая размышлять о характере его бизнеса. Sakh.com напоминает обещание председателя Андрея Хапочкина на первом заседании облдумы в новом составе: что главный критерий работы органа - максимальная открытость и для СМИ, и для общественных организаций, - больше дискуссий, на любых площадках, в любом формате.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)                 

 

АПРЕЛЬ, 13

Газета «Московский комсомолец» в Воронеже»

Александр Ягодкин

В Арбитражном суде Воронежской области продолжается рассмотрение иска управляющей компании «Стройтехника» к редакции газеты «Московский комсомолец» в Воронеже». Истец требует признать не соответствующими действительности и порочащими сведения, опубликованные в издании в июне 2017 года. В статье журналиста Александра Ягодкина «Еще один кирпич в стене. Расчистка коммунальных завалов в Воронеже – благо или передел рынка?» представители УК не только нашли информацию, которая наносит вред репутации предприятия. Они полагают, что газетный материал был опубликован с целью повлиять на решение жителей домов при выборе управляющей компании. По сути, редакцию обвинили в защите интересов компании-конкурента. Представители истца утверждают, что они обращались в редакцию с требованием опубликовать ответ на статью, но не дождались никакой реакции. В суде дело рассматривается с августа прошлого года. На заседании, состоявшемся 4 апреля, истец потребовал привлечь автора публикации Александра Ягодкина как соответчика. «Дело рассматривается уже больше полугода, судья неоднократно предлагала истцу привлечь автора текста в качестве второго ответчика, но представитель компании упорно отказывалась, – рассказывает юрист Центра защиты прав СМИ Ольга Воронова, представляющая интересы редакции. – А теперь они вдруг решили, что рассматривать дело без автора невозможно. В то же время никаких требований к нему пока не предъявлено». Следующее судебное заседание назначено на 5 июня.

Информация Романа Жолудя (Воронеж)                       

 

АПРЕЛЬ, 13

Русская служба Би-би-си (BBC)

Deutsche Welle

RFI

Телеканал «Настоящее время»

«Голос Америки»

Радио Свобода

«Крым.Реалии»

«Кавказ.Реалии»

«Idel.Реалии»

«Сибирь.Реалии»

«Эхо Кавказа»

«Медуза»

Комиссия Совета Федерации по защите государственного суверенитета составила список из 12 средств массовой информации, которые, по мнению сенаторов, вмешивались в президентские выборы в России. В список, в частности, вошли Русская служба Би-би-си (BBC), Deutsche Welle и французская радиостанция RFI, телеканал «Настоящее время», «Голос Америки», «Эхо Кавказа», «Медуза», Радио Свобода, а также дочерние издания Радио Свобода - «Крым.Реалии», «Кавказ.Реалии», «Idel.Реалии», «Сибирь.Реалии», рассказал РБК глава комиссии Андрей Климов. Полный список, по его словам, будет представлен в мае, после инаугурации Владимира Путина, в докладе комиссии, посвященном президентским выборам. Речь идет о СМИ, которые получают финансирование от иностранных государств и вещают или пишут на русском языке. Поэтому, по словам Климова, в список не попали CNN, агентство Reuters и сайт Bloomberg. Под вмешательством в выборы члены комиссии понимают неравномерное освещение деятельности кандидатов в президенты и призывы не участвовать в выборах. По данным сенатора, в перечисленных СМИ во время выборов было «50% материалов про Путина и практически все - негативные». Про остальных же, по его словам, «они писали нейтрально или позитивно». «Были даже призывы [подать заявление на голосование по месту пребывания], а потом на выборы не ходить, чтобы таким образом понизить явку», - возмутился Климов. Включение в список Совфеда, отметил сенатор, является предупреждением для СМИ. В дальнейшем они могут пополнить список СМИ-иноагентов. В настоящее время иноагентами в России уже признаны «Голос Америки», «Настоящее время», Радио Свобода и дочерние проекты этого издания.

Полит.Ру, 13 апреля                                                   

 

АПРЕЛЬ, 13

Telegram

Судья Таганского суда Москвы Юлия Смолина удовлетворила иск Роскомнадзора и постановила заблокировать мессенджер Telegram на территории России. Смолина разрешила начать блокировку немедленно - до вступления решения по иску в законную силу. Представителей Telegram на заседании не было, так как создатель мессенджера Павел Дуров запретил юристам участвовать в «откровенном фарсе». Тем не менее, адвокаты отправили в суд ходатайство с просьбой перенести заседание, оно было отклонено. Рассмотрение иска по существу заняло 20 минут, затем Смолина в течение 40 минут готовила решение в совещательной комнате. Согласно решению, к мессенджеру должны ограничить доступ до исполнения обязанностей по передаче ключей шифрования ФСБ. Блокировка Telegram связана с отказом мессенджера передать ФСБ ключи шифрования от переписки пользователей. В Telegram заявляли, что сделать это технически невозможно. За нарушение таким образом «пакета Яровой» мессенджер ранее оштрафовали на 800 тысяч рублей.

Медиазона, 13 апреля                                         

 

АПРЕЛЬ, 13, 27

Максим Бородин

Журналист Максим Бородин, работавший в разных изданиях Екатеринбурга, 13 апреля был обнаружен под окнами своей квартиры на пятом этаже. Полина Румянцева, руководитель информагентства «Новый день», где до последнего времени работал Максим, заявила: «Обстоятельства произошедшего неясны, никаких поводов, чтобы с ним это произошло, не было вообще. Чтобы разобраться, нужно получить доступ в квартиру, мы занимаемся этим. Если появится хотя бы какой-то намек на криминал, мы всех известим». Через два дня журналист скончался в реанимации горбольницы № 23. Бородин часто брался за конфликтные резонансные темы. Осенью 2017 его избили после того, как он дал интервью телеканалу «Дождь» о скандальном фильме «Матильда» - тогда его и коллегу неизвестные ударили металлической трубой по голове (см. дайджест 819 http://www.gdf.ru/digest/item/4/1521#z3 ). Он был одним из первых представителей СМИ, сообщивших о гибели свердловчан в Сирии, предположительно, воевавших в скандальной ЧВК Вагнера. Как рассказывают коллеги, на днях Максим уволился из «Нового дня» и планировал переехать в Москву, чтобы продолжить работу в этом же издании, но в столичном офисе. «Маловероятно, что эта история имеет криминальный характер, - прокомментировал ЧП пресс-секретарь ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых. - На место происшествия выезжала следственно-оперативная группа территориального ОВД и участковый, обслуживающий данный микрорайон. Дверь квартиры журналиста была закрыта изнутри на щеколду - это обстоятельство говорит о том, что из нее никто не выходил». ИА REGNUM 16 апреля сообщило, что Максим Бородин просил помощи. Об этом на своей странице в Facebook заявил член Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области Вячеслав Башков. По его словам, это произошло в 05:00 по местному времени. «Максим позвонил мне через мессенджер фейсбука и обеспокоенным голосом сообщил, что его обложили силовики, на балконе человек с оружием, и на лестничной площадке люди в камуфляже и масках. Максим высказал мнение, что в кратчайшее время они к нему вломятся с обыском, а сейчас, видимо, ждут разрешения суда. Поэтому ему нужен был адвокат, в связи с чем он ко мне и позвонил. Голос у Макса был встревоженный, но не истеричный, не пьяный, я тут же воспринял всё серьёзно, пообещал позвонить кому могу и сообщить, как только кто отзовётся», - написал Вячеслав Башков. Вскоре выяснилось, что Бородин звонил не только Башкову, но и одной из местных жительниц, и тоже просил помощи. Полиция проводит проверку, по результатам которой будет принято соответствующее процессуальное решение. 16 апреля проверку по факту гибели журналиста начал Следственный комитет. Следственное управление СК РФ по Свердловской области обнародовало результаты доследственной проверки по факту смерти екатеринбургского журналиста РИА «Новый день» Максима Бородина. Следователи сделали вывод, что в гибели Бородина нет криминала, и поэтому нет оснований для возбуждения уголовного дела. В Союзе журналистов России смерть Максима Бородина также считают трагической случайностью и выражают соболезнования близким погибшего. «Очень жаль, что трагическая случайность забрала у нас одного из очень ярких, очень смелых, очень неординарных журналистов-расследователей», - рассказал РИА «Новости» секретарь Союза журналистов России Тимур Шафир. Ранее представители правоохранительных органов уже высказывали предположение, что к гибели Максима могла привести трагическая случайность. Напомним, 12 апреля Максим Бородин нашли под окнами своей квартиры, расположенной на пятом этаже. Через три дня журналист, не приходя в сознание, скончался в реанимационном отделении больницы № 23 Екатеринбурга. Международный резонанс на это ЧП был широким. ЮНЕСКО призвала Россию расследовать смерть уральского журналиста. Федеральные СМИ связали трагедию с публикациями Бородина об уральских наемниках из ЧВК Вагнера, воюющих в Сирии. Коллеги Максима намерены продолжить поиск фактов, способных пролить свет на причины гибели своего товарища.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург); ИА REGNUM, 16 апреля https://regnum.ru/news/2404874.html

 

АПРЕЛЬ, 14

Все СМИ

В Москве в здании на Старой площади сотрудники правоохранительных органов задержали пожилого пенсионера, который пришёл записаться на приём к президенту. Очевидцы рассказали, что мужчина вёл себя спокойно, но на него почему-то сразу накинулись полицейские. Отмечается, что сразу 8 сотрудников МВД скрутили пожилого мужчину. Позже полиция доставила пенсионера в отделение ОВД, но журналистов туда не пускала. Правоохранители заявили, что мужчина хотел разбить стёкла в здании, поэтому его пришлось задержать.

РИА VistaNews, 14 апреля                               

 

АПРЕЛЬ, 16

Владимир Кара-Мурза-младший

Следственный комитет (СК) возобновил проверку по фактам двух отравлений в 2015 и 2017 годах заместителя председателя движения «Открытая Россия» Владимира Кара-Мурзы-младшего. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на его адвоката Вадима Прохорова. По словам адвоката, проверку проводит отделение СК по району Хамовники. 13 апреля следователь опросил по скайпу Кара-Мурзу-младшего и его жену, которые сейчас находятся в США. Кара-Мурза в ходе диалога рассказал об обстоятельствах отравления, отметив, что первый раз это произошло спустя три месяца после убийства его близкого соратника Бориса Немцова. Оппозиционер подал заявление на имя председателя СК Александра Бастрыкина с требованием возбудить уголовное дело. К заявлению он приложил заключение французского токсиколога. В нем отмечалось, что в анализах Кара-Мурзы-младшего в несколько раз превышено допустимое количество некоторых веществ. Второе отравление, по словам Кара-Мурзы-младшего, произошло в 2017 году, когда он собирался лететь в США. Оппозиционеру внезапно стало плохо, и его госпитализировали с теми же симптомами, что и два года назад. В обоих случаях Кара-Мурзе-младшему поставили диагноз «токсическое действие неучтенного вещества». По словам Кара-Мурзы-младшего, «способ, который был выбран для покушений, указывает на причастность представителей российских спецслужб». При этом он отметил, что СК уже несколько раз заявлял об отказе возбуждать уголовные дела по его заявлениям. «Это стандартная тактика затягивания проверки, так как возбудить уголовное дело по отравлениям - это признать, что оппозиционеров в России травят, - отметил адвокат. Он добавил, что внезапный интерес к делу может быть связан с отравлением офицера ГРУ Сергея Скрипаля и международным вниманием к этому. «После двух отравлений все близкие Кара-Мурзы, и я в том числе, категорически против, чтобы в ближайшее время он приезжал в Россию. Третье отравление может стать фатальным», - подчеркнул Прохоров. Он отметил, что будет настаивать на возбуждении уголовного дела, хотя сомневается в результативности следствия. «Вряд ли следователь сможет эффективно расследовать дело, в котором, с очевидностью, замешаны спецслужбы», - добавил адвокат.

Дождь, 15 апреля                                                          

 

АПРЕЛЬ, 16

СМИ Карелии

Глава администрации Беломорского района (Республика Карелия) Владимир Попов внёс поправку в положение «Об утверждении порядка рассмотрения обращений и личного приёма граждан в администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район». Суть её в том, что при проведении личного приёма граждан самим главой администрации, либо его заместителями, или руководителями отделов и учреждений, подведомственных администрации, запрещается производить видеозаписи таких встреч. За единственным исключением, если сами представители власти не будут возражать против ведения такой видеозаписи. Данный пункт уже внесён в документ, регламентирующий взаимодействия органов власти с гражданами. Экстренное редактирование муниципального положения было вызвано желанием Беломорского блогера под видеокамеру получить комментарий от главы районной администрации Попова в связи с проведением мэрией культурно-спортивных мероприятий в школах в день голосования во время президентских выборов. Как вскоре стало понятно, глава администрации Попов был категорически против того, чтобы его общение с блогером каким-либо образом фиксировалось. Последний всю эту эпопею подробно изложил на своей странице в социальной сети, заявив, что в назначенный день придёт на приём к В. Попову и обязательно с видеокамерой, потому что федеральное законодательство не запрещает гражданину осуществлять видеозапись беседы с должностным лицом. После этого и возникла спешно поправка в текст положения, регламентирующий порядок взаимодействия граждан с сотрудниками администрации муниципального образования. Впрочем, подобная нормотворческая «инициатива» мэрии может быть оспорена в суде, так как закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ст.152.1. Гражданского кодекса РФ («Право на изображение») предоставляют гражданам право собирать информацию о деятельности государственных и муниципальных служащих любым законным способом. Потому локальный акт, коим является положение Беломорской администрации, не может покушаться на права граждан, установленные федеральным законодательством.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)     

 

АПРЕЛЬ, 16

Роскомнадзор

Офис Роскомнадзора в Ульяновске загорелся в ночь на 16 апреля. Наиболее вероятная причина пожара — поджог. Об этом пишет портал SMNews со ссылкой на источники в силовых структурах. По официальной информации областного управления МЧС, возгорание произошло в двухэтажном кирпичном офисном здании, подробности не приводятся. Ulpressa.ru отмечает, что огнем повреждены оконный блок и внутренняя отделка одного из кабинетов. По данным источника издания, «что-то бросили в окно, и начался пожар». В результате никто не пострадал. Роскомнадзор 16 апреля отправил операторам связи предписание заблокировать Telegram. Таганский суд Москвы 13 апреля удовлетворил требование ведомства ограничить доступ к мессенджеру из-за отказа предоставить ФСБ ключи шифрования для чтения переписки. По мнению создателя Telegram Павла Дурова, блокировка мессенджера угрожает национальной безопасности России.

Лента.Ру, 16 апреля                                          

 

АПРЕЛЬ, 16

СМИ Забайкальского края

Клуб стратегических инициатив, в состав которого входят депутаты и чиновники Забайкальского края, решил провести очередное заседание в закрытом режиме. Замминистра труда и соцзащиты правительства Забайкальского края Инна Щеглова попросила журналистов удалиться, при этом пообещав, что «итоги заседания будут представлены общественности в виде стенограммы». Стало быть, в повестке мероприятия не было на сей раз, как и ранее, никаких государственных тайн. Чем же могли помешать членам Клуба представители СМИ? Оказалось, что должностные лица и народные избранники, состоящие в нем, «смущаются» видео, теле- и фотокамер, и вообще чувствуют себя в присутствии прессы неловко. Так пояснили работникам масс-медиа причину их удаления Инна Щеглова и заместитель директора ГТРК-Чита Игорь Кунгуров, тоже входящий в стратегический клуб. Похоже, у здешнего истеблишмента патологическая застенчивость: наверное, членам клуба приходится часто ее преодолевать, работая в органах власти, но не получилось на этот раз. Впрочем, судя по информации, обнародованной после заседания порталом Zab.ru, им было чего стесняться: в Забайкалье катастрофическая демографическая ситуация - по оттоку населения край занимает первое место не только в Сибирском округе, но и во всей стране. В 2017 году, к примеру, его покинули 35860 человек, а прибыли в него из других регионов 27 тысяч. Как показал последний опрос местного населения, проведенный доцентом Байкальского государственного университета Алексеем Янковым, 53,5% респондентов уехали бы, если бы им представилась такая возможность, в другие края (в частности, в Красноярский и Краснодарский), а 10% намерены сделать это уже в ближайшее время. При всем при том Закон о средствах массовой информации смущения официальных лиц в общении с прессой не предусматривает, и журналисты вправе были настаивать на том, чтобы их допустили на заседание Клуба стратегических инициатив, но тоже, наверное, постеснялись.

Информация Георгия Бородянского (Омск)              

 

АПРЕЛЬ, 16

Съемочная группа «Фронде ТВ»

На съёмочную группу программы «Наступление на наследие» напала охрана правительства Брянской области. Инцидент произошел, когда журналисты проводили съёмки сюжета о разрушающихся памятниках истории и архитектуры города, в частности, о трех объектах культурного наследия на бульваре Гагарина. Съемочная группа приехала к зданию, в котором расположено правительство Брянской области, чтобы получить комментарии чиновников, ответственных за сохранение культурного наследия Брянска. При попытке войти в здание администрации на съемочную группу напал агрессивный сотрудник охраны, он выкручивал руки журналистам, применяя болевые приемы, пытаясь изъять дорогостоящее оборудование. Несмотря на нападение, съемочной группе удалось получить комментарии в правительстве, однако юридическая служба телеканала «Фронде ТВ» считает нападение сознательным воспрепятствованием работе журналистов и отказом в доступе к информации. В связи с этим, готовится заявление в суд. Члены съёмочной группы программы действовали строго в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации», который даёт право посещать здания, занимаемые органами государственной власти и получать комментарии ответственных лиц. Никакие установленные дополнительно внутренние правила посещения администрации не могут превышать федеральный закон. «Наступление на наследие» - российская телевизионная программа производства «Фронде ТВ». Съемочная группа ездит по регионам России с проверкой того, как сохраняются памятники истории и архитектуры. Ведущий Андрей Новичков.

«Фронде ТВ», 18 апреля                         

 

АПРЕЛЬ, 16

Газета «Гражданский патруль»

Ростислав Антонов

Газета «Гражданский патруль» с указанным тиражом в 10 тысяч экземпляров была отпечатана. Ее учредителем и главным редактором выступил Ростислав Антонов, глава одноименной правозащитной организации. Издание посвящено проблемам, в том числе коммунальным, Плющихинского жилмассива Новосибирска. Вскоре после выхода газеты общественники заявили о давлении на них, нападении на распространителей газет и похищении части тиража. Антонов же лишился дачи. Ее сожгли. В поджоге подозревается бывший заключенный. Как все эти события связаны между собой, неизвестно. Однако глава «Гражданского патруля» считает, что поджог напрямую связан с его общественной деятельностью. На выход газеты отреагировала УК «Достойный сервис», учрежденная депутатом горсовета Новосибирска и владельцем группы «Дискус» Алексеем Джулаем. Компания упоминается на страницах газеты. ООО «УК «Достойный сервис» подала в новосибирский арбитраж иск о защите деловой репутации. Истец просит суд запретить ответчику (Ростиславу Антонову) дальнейшее распространение его газеты «путем изъятия и уничтожения всего тиража» конкретного выпуска. А также обязать ответчика удалить материалы газеты со страницы в соцсети «ВКонтакте» (материалы есть, к примеру, еще в Facebook, но данная соцсеть в списке требований истца почему-то не значится) и взыскать с него расходы по уплате госпошлины – 6 тысяч рублей.

НДН Инфо, 19 апреля                               

 

АПРЕЛЬ, 17

Елена Надтока

Журналистка из Новочеркасска (Ростовская область) Елена Надтока согласно решению городского суда получила компенсацию в размере 100 тыс. рублей за незаконное судебное преследование. Судебные тяжбы для Елены Надтоки начались в 2004 году, когда она стала фигуранткой уголовного дела. В газете «Вечерний Новочеркасск» вышла публикация с критикой тогдашнего главы города. Автор материала назвал героя «воровливым алтайским мужиком». Мэр Новочеркасска подал заявление в мировой суд по статье «Оскорбление» (в то время это была статья УК РФ). Исполняющей обязанности главного редактора в газете на тот момент была Елена Надтока, поэтому она также стала обвиняемой в судебном процессе. Ее приговорили к штрафу в размере 50 тыс. рублей. После безуспешных попыток оспорить приговор в России журналистка при поддержке юристов Центра защиты прав СМИ обратилась с жалобой в ЕСПЧ. В 2016 году Европейский суд встал на сторону журналистки: он усмотрел в приговоре нарушение права на свободу выражения мнения и присудил ей компенсацию в размере 4 тыс. евро. А уже в 2017 году дело Елены Надтоки рассмотрел Верховный суд ВФ, в котором интересы журналистки представлял адвокат Тумас Мисакян. Приговор отменили, а дело было отправлено на повторное рассмотрение в суд Новочеркасска. Там оно было закрыто, а после того, как Елена воспользовалась правом на реабилитацию, ей присудили компенсацию за несправедливое судебное преследование.

Информация Романа Жолудя (Воронеж)                           

 

АПРЕЛЬ, 17

Сайт радиостанции «Говорит Москва»

Сайт радиостанции «Говорит Москва» был временно недоступен из-за блокировки Роскомнадзором Telegram. Кратковременный сбой был связан с особенностями маршрутизации трафика сайта. Так, в рамках действий по ограничению доступа к мессенджеру Telegram Роскомнадзор заблокировал подсеть, через которую шёл трафик к серверу. Надзорное ведомство заблокировало уже более четырёх миллионов IP-адресов. В том числе доступ был ограничен к адресам Amazon, из-за чего не работали сайты нескольких онлайн-магазинов. Кроме того, сбои произошли в работе мессенджера Viber и сайта «Одноклассники».                              

«Говорит Москва», 17 апреля

 

АПРЕЛЬ, 17

Сайт «Эха Москвы»

Главного редактора сайта «Эха Москвы» Виталия Рувинского вызвали в суд из-за видео поездки в Чечню Ксении Собчак, которая тогда выдвигалась в президенты. Об этом сообщил в своем телеграм-канале главред радиостанции Алексей Венедиктов. «Внутри блога стояла ссылка на видео поездки (гиперссылка), в котором один из жителей Грозного кричит Ксении Собчак: „Уе…вай отсюда“. Собчак, Чечня, мат, Эхо, интернет, суд… Все как по заказу. Будем судиться», - написал он. О каком именно судебном процессе идет речь, Венедиктов не уточнил. На сайте «Эха Москвы» говорится, что с претензией к изданию обратился Роскомнадзор. Собчак ездила в Чечню 28 января. У мемориала в центре города она почтила память журналистов, погибших за свободу слова, провела одиночный пикет в поддержку правозащитника Оюба Титиева, которого подозревают в хранении наркотиков. Во время прогулки по центральной улице Грозного Собчак столкнулась с группой агрессивно настроенных молодых людей, которые требовали от нее «убраться» из Чечни.

МБХ медиа, 17 апреля                                            

 

АПРЕЛЬ, 18

Михаил Лобанов

В Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) из Перми 18 апреля отправлен меморандум на замечания властей РФ по делу Lobanov v Russia. Просьба ответчика отклонить жалобу собкора ФЗГ Михаила Лобанова не соответствует фактическим обстоятельствам, отмечено в документе. В дайджестах № 510 и 829 ФЗГ рассказал - поводом для обращения в Страсбург стало решение Ленинского районного суда Перми от 18 августа 2010 года, частично измененное 30 сентября 2010 года Пермским краевым судом. Российские судьи признали несоответствующим действительности и порочащими заголовок «Развлечения от рэкетира?» в газете «Пермские новости» за 18 мая 2007 года, а также выражения «корыстный преступник со стажем», «рэкетир», «уголовник». С автора М. Лобанова и ООО «Издательский дом «Пермские новости» взыскана компенсация морального вреда соответственно в сумме 10 тыс. и 30 тыс. рублей в пользу истца – бывшего замначальника инспекции госстройнадзора Пермского края Сергея Скамрова. При поступлении в 2006 году на работу в госстройнадзор С. Скамров не сообщил в анкете о том, что ранее был судим за совершение двух тяжких преступлений. Верещагинский районный суд 3 апреля 2001 года признал его виновным в вымогательстве группой лиц, грабеже под угрозой изнасилования в извращенной форме и приговорил к 4,5 годам условного заключения с испытательным сроком 3,5 года. Ко времени публикации в «Пермских новостях» испытательный срок истек, и судимость была погашена. Российские суды двух инстанций применили правила части 6 статьи 86 УК РФ, согласно которым погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с судимостью правовые последствия. Доводы журналиста о том, что чиновник не был назван «судимым», а использованные в публикации русские слова точно отражают факты из биографии истца, не убедили пермских судей. По-русски «преступник – человек, который совершил преступление» («Словарь русского языка» Ожегова С.И., 1986). В судебных постановлениях по иску Скамрова С.В. не дано никакой оценки данному обстоятельству и праву журналиста изъясняться на государственном языке РФ с соблюдением литературных норм. Тем самым нарушены право на справедливое судебное разбирательство и право свободно выражать свое мнение, предусмотренные статьями 6 и 10 Конвенции о защите прав и основных свобод, сказано в обращении к ЕСПЧ. Уполномоченный РФ при ЕСПЧ – замминистра юстиции РФ Михаил Гальперин, похоже, не читал жалобу от журналиста. В подписанных чиновником ответах на вопросы ЕСПЧ приведены доводы, противоречащие материалам дела. Так, в пункте 43 говорится, что изложенные М. Лобановым сведения не были основаны на каких-либо проверенных фактах. А в пунктах 52 и 53 сказано, будто М. Лобановым не представлено доказательств о том, что на дату публикации С. Скамров являлся ранее судимым лицом и в отношении его имелся приговор, вступивший в законную силу. Копии приговора вступившего в силу Верещагинского районного суда от 3 апреля 2001 года в отношении С. Скамрова, его собственноручной лживой анкеты приложены к кассационной жалобе М. Лобанова от 6 сентября 2010 года, которую рассмотрел Пермский краевой суд. Кроме того, на заседании крайсуда 30 сентября 2010 года исследовались другие документы. В том числе – копии телефонограммы от 17 августа 2010 года в Ленинский районный суд Перми, двух листков нетрудоспособности и медицинская карта М. Лобанова. Из этих бумаг видно, что с 24 июня 2010 года журналист лечился в нейрохирургическом отделении МУЗ ГКБ № 1 после нападения на него с причинением закрытой черепно-мозговой травмы, квалифицированной как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, и заблаговременно просил отложить судебные слушания. Во время заседания Ленинского районного суда Перми 18 августа 2010 года М. Лобанов проходил ранее назначенные процедуры, обследование УЗДГ и клинико-экспертную комиссию в поликлинике № 2 МУЗ ГКБ № 6, которая продлила нахождение на больничном еще на 3 недели. Пермский краевой суд не признал лечение от тяжелой травмы уважительной причиной для отсутствия в судебном заседании первой инстанции. Поэтому еще одним основанием для обращения в ЕСПЧ стало нарушение права на доступ к правосудию. В ответах российского замминистра М. Гальперина данное обстоятельство вовсе не упоминается.     

Информация Михаила Лобанова (Пермь)                   

 

АПРЕЛЬ, 18

Татьяна Лапрад

В Красноярске неизвестный напал на корреспондента проекта Радио Свобода «Сибирь.Реалии» Татьяну Лапрад. Нападение произошло, когда журналистка снимала на телефон, как полицейские переписывают паспортные данные участников учредительной конференции местного отделения «Открытой России». Нападавший попытался отнять телефон у Лапрад. Сотрудники полиции не предприняли никаких действий, неизвестный скрылся. Перед нападением неизвестный представлялся помощником депутата. У «Сибирь.Реалии» есть фотография предполагаемого преступника. По факту произошедшего в полицию подано заявление о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. По этой статье в России предусмотрена уголовная ответственность, в том числе в виде лишения свободы сроком до 6 лет.

Радио СВобода, 18 апреля                            

 

АПРЕЛЬ, 18

Екатерина Прец

Жительница райцентра Полтавка (Омская область) Екатерина Прец с чувством написала в «Одноклассниках» про дороги, которые ей и ее земляками не приходится выбирать, так как всюду, куда ни глянь, грязь там, судя по иллюстрирующим пост фотографиям и по комментариям односельчан ее, непролазная. Несогласной с ней оказалась только заместитель главы Полтавского района Валерия Никитина, увидевшая в эмоциональной записи экстремизм: она потребовала от автора удалить ее, девушка не согласилась, тогда Никитина пожаловалась в полицию. Пришедшие к общественной активистке сотрудники УМВД не обнаружили ни в посте, ни в его бурном обсуждении в соцсети экстремизма. «Я написала, - рассказывает Екатерина - что у меня один вопрос к властям: как надо не любить район, чтобы допустить такие убитые дороги? Поставщики ездить отказываются из-за них, санавиация за больными летает, потому что машины не проходят. Люди стали активно комментировать, сообщать о таких же проблемах в каждой деревне. А в районной газете пишется, что деньги выделяются, дороги строятся. Сколько можно врать?». Зам районного главы так пояснила порталу «Сибирь. Реалии» свою позицию: «Там содержится дезинформация, допускаются экстремистские, на мой взгляд, высказывания в отношении всех уровней власти. Фамилии называются и губернатора, и президента. Это рассчитано на определенную аудиторию. Но в комментариях я не могла ничего объяснить, это не уровень власти. Поэтому написала обращение в полицию». Жалоба чиновницы дала результат, вероятно, прямо противоположный ожидаемому: в ходе обсуждения появилось предложение провести митинг, которое поддержали в «Одноклассниках» и других соцсетях многие полтавчане. По оценкам Екатерины Прец, в акции протеста готовы участвовать более 500 человек. В тот же день в райадминистрацию было подано уведомление о ее проведении: предполагается, что на ней будут затронуты не только дороги, но и другие проблемы Полтавского района, не обойдется, по всей вероятности, и без «экстремистских» высказываний.

Информация Георгия Бородянского (Омск)              

 

АПРЕЛЬ, 19

Александр Валов

Публиковавшему материалы о коррупции среди судей главреду «БлогСочи» продлили арест. Суд продлил до 19 июня арест главному редактору «БлогСочи» Александру Валову, обвиняемому в вымогательстве 300 тысяч у местного чиновника. Об этом пишет «Кавказский узел». По мнению следователя, обвиняемый может повлиять на свидетелей, распространить информацию в СМИ или скрыться, так как у него нет сочинской прописки. На судебном заседании журналист выразил недоверие составу суда и заявил об его отводе. На своем сайте «БлогСочи» Валов публиковал материалы о коррупции среди местных судей. Свое преследование он связывает с желанием закрыть сайт. Кроме того, Валов ходатайствовал о защите от «физических издевательств в ИВС Армавира». Журналист сказал, что его посадили в одиночную камеру, а его жалобы не доходят до прокуратуры. Судья не стала слушать подробности и посоветовала мужчине обратиться в прокуратуру. Александр Валов содержится в СИЗО Краснодара. Там он держал голодовку и добился, чтобы ему выдали матрас без клопов и прекратили ежедневные обыски. Валова задержали 19 января после обыска в его квартире. Следствие считает, что он вымогал 300 тысяч у депутата Государственной Думы от ЛДПР Юрия Напсо. Заявление об этом Напсо подал 19 января. Защита считает, что следствие не представило доказательств вины Валова. 21 января судья Центрального районного суда Сочи Руслан Тайгибов арестовал блогера до 19 марта 2018 года. Валов потребовал отвода судьи, так как он писал про него критический материал и сомневается в непредвзятости Тайгибова. Судья заявил, что не читал этот текст.

ОВД-Инфо, 19 апреля                                               

 

АПРЕЛЬ, 19

Сергей Михайлов

Учредитель независимой газеты «Листок» (Республика Алтай) подозревается в экстремизме: в его офисе и дома прошли обыски. Горно-алтайские правоохранители провели обыски в редакции независимой газеты «Листок», а также по месту жительства ее учредителя Сергея Михайлова. «У нас изъяли все оборудование – рассказал он телеканалу «Дождь» - кто-то ноутбук из дома принес, но из графика сдачи материалов в типографию мы точно выбились». По словам Михайлова, основанием для обыска стала публикация на сайте «Листка», в которой следователи республиканского СУ СК усматривают состав преступления по статье 282 УК РФ («Экстремизм»). В каком именно тексте они его обнаружили, неизвестно. Издатель предполагает, что привлекла внимание силовых структур Горного Алтая статья, в которой были расшифрованы телефонные разговоры главы республики Александра Бердникова с местным блогером Андреем Адариным. Комментируя слова губернатора (о том, что он хотел бы уехать в Москву, но его не пускает глава государства), блогер позволил себе выразиться матом: «Президент пока не отпускает, говорит - работай, там больше некому в стойле держать, все ******* (в смысле – украдут), опять в дерьмо народ посадят». Ранее, в марте с.г. стражи порядка задержали Сергея Михайлова в Москве за «неуплату штрафа», назначенного по этой публикации: сотрудники полиции выследили его в столице, доставили в Управление службы судебных приставов, а оттуда отправили в Горно-Алтайск для принудительного исполнения судебного решения. Штраф был назначен из-за того, что издание, по мнению правоохранительных органов, недостаточно скрыло ненормативную лексику в расшифровке. Сергей Михайлов считает, что настоящей причиной его преследования стало то, что в прошедшей компании по выборам президента «Листок» поддерживал кандидата от КПРФ Павла Грудинина.                                               

Информация Георгия Бородянского (Омск)      

 

АПРЕЛЬ, 19

«Новая газета»

ОВД-Инфо

«Медиазона»

«ЗакС.Ру»

Приставы районного суда Санкт-Петербурга не пустили журналистов на заседание. Приставы Красносельского районного суда Санкт-Петербурга не пустили журналистов на заседание по продлению ареста фигуранту «пензенского дела» Юлию Бояршинову, передает корреспондент «Медиазоны» из суда. По его словам, в зал судебных заседаний пустили только трех человек - одного члена Совета по правам человека и двух корреспонденток «Дождя». Журналисты «Новой газеты», «ОВД-Инфо», «Медиазоны» и «ЗакС.Ру» в зал не попали. Начальница смены судебных приставов сказала корреспонденту «Медиазоны», что у них были «списки» журналистов, по которым пускали в зал. По ее словам, корреспонденты, которых нет в списке, на заседание попасть не смогут. Согласно постановлению пленума Верховного суда от 2012 года, журналисты могут вести текстовые трансляции в интернете с открытых судебных заседаний, и судья не может ограничить это право.

Медиазона, 19 апреля                                      

 

АПРЕЛЬ, 19

РИА «Новый день»

Следственный отдел по Кировскому району Екатеринбурга ведет доследственную проверку по факту гибели журналиста РИА «Новый день» Максима Бородина. Выясняется точная причина смерти. Следствие рассматривает несколько версий случившегося, в том числе – несчастный случай. Трагический уход из жизни журналиста стал поводом для большого числа публикаций в российской и зарубежной прессе. Некоторые издания еще до завершения расследования связали смерть журналиста с его профессиональной деятельностью, в частности, с его резонансными расследованиями о деятельности ЧВК «Вагнер», бойцы которой погибли в Сирии. Кроме российских СМИ, материалы на тему гибели Максима Бородина опубликовали BBC и The Time, Le Monde, Spiegel и Deutche Welle, и многие другие. Свою озабоченность смертью журналиста выразили такие организации, как «Репортеры без границ», Международный комитет защиты журналистов (CPJ) и ЮНЕСКО. Представитель ОБСЕ по свободе СМИ сделал специальное заявление с требованием провести честное расследование. Тем временем вскрываются некоторые небезынтересные факты. Так, экс-член общественной наблюдательной комиссии Свердловской области Вячеслав Башков в эфире радиостанции «Эхо Москвы» рассказал, что Максим Бородин позвонил ему 11 апреля в 5 утра, опасаясь, что у него собираются провести обыск. «Максим сказал, что у него на балконе человек с оружием и что он видел на лестничной площадке людей в камуфляже и в масках», - рассказал Башков. Однако спустя полтора часа журналист перезвонил Башкову и заявил, что якобы ошибся: «Какие-то учения идут». А на следующий день Бородина обнаружили под окнами его квартиры, расположенной на пятом этаже. 15 апреля он умер в реанимации, не приходя в сознание. Уже после похорон журналиста, именно 19 апреля, редакция РИА «Новый день» выступила с официальным заявлением: «Проведенный IT-специалистами анализ показал, что материалы агентства подверглись тотальной зачистке в поисковых системах после массовых публикаций в ведущих российских и западных СМИ о смерти журналиста Максима Бородина. Наши публикации перестали попадать в новостные сюжеты поисковиков. Более того – их удаляют из ранее сформированных блоков новостей. К большому сожалению, трагическая смерть Бородина стала для кого-то «политической игрой», а редакция РИА «Новый день» оказалась заложником этой спекуляции. Нам очевидно, что провокации на эту тему будут продолжаться, а имя Максима могут превратить в «икону» – жертву так называемого «путинского режима». Редакция подчеркивает: «Максим Бородин погиб при невыясненных обстоятельствах – что именно с ним произошло, покажет расследование, которое сейчас проводит Следственный комитет. У нас нет оснований не доверять этому ведомству. Нам, как и всем коллегам, очень важно узнать, как погиб Максим, но преждевременные выводы и спекуляции на эту тему в данном случае считаем вредными и неуместными. Так или иначе, раздутый скандал привел к тому, что сайт был включен в так называемый негласный стоп-лист. Из поисковых систем, которые, как известно, приносят существенный трафик для всех интернет-СМИ и максимально расширяют аудиторию, целенаправленно зачищаются материалы нашего агентства. Такие меры уже предпринимались против нас на региональном уровне, чтобы помешать работе журналистов. В данном случае речь идет о целенаправленной попытке заблокировать работу агентства на федеральном уровне. Редакция РИА «Новый день» направила запросы модераторам поисковых сервисов с просьбой прояснить ситуацию, однако ответа не последовало. Судя по словам наших источников, близких к Кремлю, решение о блокировке сайта агентства принято негласно, что свидетельствует о наличии «телефонного права» в России. При этом влиятельные высокопоставленные персоны традиционно посчитали, что проще ввести полный запрет, чем разобраться в ситуации. В любом случае можно уверенно говорить о том, что в России начался очередной виток политической цензуры, в которой российские государственные СМИ, депутаты и чиновники ранее неоднократно обвиняли Запад и его поисковые интернет-системы. Редакционная политика РИА «Новый день» остается неизменной. Мы считали и считаем, что цензура в отношении СМИ недопустима в любом ее проявлении, и такие запретительные меры не могут быть ничем оправданы. В настоящее время журналисты агентства формируют базу доказательств, что блокировка материалов редакции осуществлена по требованию высокопоставленных лиц и чиновников». ФЗГ следит за развитием событий.

Информация Владимира Голубева (ФЗГ, Екатеринбург)         

 

АПРЕЛЬ, 20

Владимир Романенко

Тазовский районный суд (Ямало-Ненецкий автономный округ) признал виновным в растрате бывшего директора МУП «Студия Факт» Владимира Романенко. С февраля 2011 по декабрь 2013 года он заключал договоры на трансляцию программ с ООО «Факт», принадлежащим его зятю, по цене, значительно превышающей рыночную. Как сообщили корреспонденту информагенства Znak.com в прокуратуре округа, бюджет муниципалитета в итоге потерял более 16 миллионов рублей. Уголовное дело в отношении Романенко было возбуждено еще в мае 2015 года. В июне 2016 года оно попало в суд. Во время судебного разбирательства подсудимый на заседания не ходил и попал из-за этого под стражу. В сентябре 2017 года Тазовский районный суд оправдал менеджера, но прокуратура обжаловала это решение. В декабре 2017 суд округа согласился с доводами надзорного ведомства, отменил оправдательный приговор и направил уголовное дело на новое рассмотрение. В итоге районный суд признал подсудимого виновным и приговорил его к пяти годам лишения свободы условно с испытательным сроком четыре года. Также с осужденного в бюджет муниципального образования будет взыскана вся сумма ущерба.  Стоит отметить, что Владимира Романенко власти района неоднократно привлекали к суду. Так, в 2009 году укротить телекомпанию пытался еще прежний глава Николай Харючи. Против Романенко возбуждали шесть уголовных дел, включая статьи «Мошенничество» и «Незаконное предпринимательство», в редакции проводили обыски, но тот же суд оправдал руководителя СМИ по всем статьям. Уже в 2014 году новый глава муниципалитета Александр Иванов дважды пытался уволить директора телестудии, но Тазовский районный суд опять восстановил его в должности. Поставлена ли в этом конфликте окончательная точка? ФЗГ следит за развитием событий.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)          

 

АПРЕЛЬ, 23

Роскомнадзор

В Санкт-Петербурге неизвестная «заминировала» офис Роскомнадзора. В службу спасения позвонила неизвестная женщина и заявила, что в здании городского управления Роскомнадзора заложена бомба, передает АН «Оперативное прикрытие». Сообщается, что из офиса на Садовой улице эвакуировали 25 человек. Ничего опасного в здании не нашли. Установлено, что телефон, с которого поступил звонок, зарегистрирован на 29-летнюю девушку. Идет проверка.

Лениздат, 24 апреля                                            

 

АПРЕЛЬ, 23

Юрий Гришан

Мы уже привыкли к тому, что журналистов и блогеров то и дело обвиняют в разжигании национальной розни или пропаганде нацистской символики. А вот грешащие этим чиновники в поле зрения правоохранительных органов почему-то не попадают. Интересна в этой связи история с мэром Магадана Юрием Гришаном. Мэр - один из наиболее активных твиттер-блогеров Колымы. И вот, как выяснил независимый информационный ресурс «Весьма», на мэра было подано заявление в полицию от активистов группы «За возврат выборов мэра». По их мнению, недавний твит градоначальника, где он, критикуя англичан как нацию, цитирует выдержки из статьи главного пропагандиста нацистской Германии Йозефа Геббельса «Дети с отрубленными ручками», содержит признаки реабилитации нацизма. Как полагают активисты, твит мэра имеет в себе немало скрытых смыслов, которые они описали в обращении в полицию. Во-первых, признаки шовинизма, разжигания национальной вражды и унижения национального достоинства, пропаганды неполноценности граждан по признаку их национальной принадлежности. Во-вторых, твит содержит в себе признаки публичной демонстрации и популяризации статей нацистских идеологов в позитивном толковании. В-третьих, приведенная Гришаном цитата, равно как и вышеназванная статья Геббельса, «по своему смыслу переносит ответственность и вину нацистской Германии за разжигание Второй мировой войны, повлекшей за собой Великую Отечественную войну на сторону европейских стран, в частности, на Англию, то есть содержит в себе признаки реабилитации нацизма в части отрицания фактов, установленных приговором военного трибунала для суда и наказания главных военный преступников европейских стран оси, одобрения преступления, установленных указанным приговором, совершенным публично. Кроме того, активисты группы «За возврат выборов мэра» сообщили, что подали заявление и в комитет по этике мэрии Магадана. И вот в Твиттере исчез аккаунт мэра. Теперь, зайдя к нему «в профиль», можно увидеть такое «окошко-оповещение»: «К сожалению, такой страницы нет». На данный момент неизвестно, удалил ли градоначальник свой Твиттер-аккаунт в связи с заявлением активистов. Возможно и то, что его страничку взломали. «Весьма» надеется, что Юрий Гришан вскоре прокомментирует эти события на ближайшем брифинге для СМИ.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)

 

АПРЕЛЬ, 23

Ольга Левина

Районный суд города Карасука Новосибирской области отменил незаконный выговор и признал дискриминирующими действия главного редактора газеты «Наша жизнь» по отношению к журналистке Ольге Левиной. В декабре 2017 года она обратилась в Центр правовой поддержки журналистов ОНФ с просьбой помочь отстоять свои права в конфликте с работодателем. С февраля 2017 года в государственном автономном учреждении Новосибирской области «Редакция газеты «Наша жизнь» не утихал конфликт между главным редактором и ведущим корреспондентом отдела информации Ольгой Левиной. Начался он с необоснованного требования к журналистке написать заявление об увольнении по причине якобы некомпетентности. Она отказалась сделать это, поскольку одна воспитывает двоих детей, работа является единственным источником дохода, а найти новое место в маленьком городе – задача трудновыполнимая. После этого, по словам Левиной, ее снова пытались уволить, применяли различные меры дисциплинарных взысканий и даже подлог документов. И хотя она все еще остается сотрудником редакции, руководство старается разными способами отравить ее пребывание на работе. Материалы, которые готовит журналистка, не выпускают, затягивают сроки их согласования, а это отражается на размере гонораров. Районный суд города Карасука, куда Ольга Левина обратилась, признал, что действия руководителей издания являются не чем иным, как дискриминацией сотрудника. Как указано в судебном решении, главный редактор и (с его ведома) ответственный секретарь общаются с журналисткой лишь через служебные записки. А такая форма общения не позволяет обсудить подготовленные статьи, предлагаемые корреспондентом темы, решать возникающие вопросы. С сентября прошлого года Левина по решению редактора не участвует в редакционных планерках. Несколько месяцев ей не начисляли стимулирующие выплаты, хотя остальные работники редакции их получали. Осенью 2017 г. в течение месяца журналистка не могла получить доступ к принтеру и выйти в интернет со своего компьютера. В своем решении суд также подтвердил, что объявленный Левиной выговор, который якобы связан с некомпетентностью журналистки, был наложен по надуманным основаниям и не имеет ничего общего с реальностью. «Суд признал выговор неправомерным. И это усложняет редактору задачу уволить журналистку за совокупность якобы допущенных ею дисциплинарных нарушений»,  – сообщила руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ, координатор законодательных инициатив ОНФ в Госдуме Наталья Костенко.

ОНФ.Ру, 23 апреля                                                   

 

АПРЕЛЬ, 24

Центр защиты прав СМИ

Решение об отказе в удовлетворении требований адвоката из Пермского края к воронежскому Центру защиты прав СМИ Центральный районный суд Воронежа вынес 24 апреля. Истец пытался оспорить в суде сведения, которые были изложены в заметке, размещенной на сайте организации. В ней описывался спор между адвокатом и учредителем газеты «Зори Плюс», чьи интересы представляли юристы Центра. Пермский адвокат требовал признать некоторые сведения недостоверными и порочащими его репутацию. Кроме того, он пытался добиться компенсации морального вреда в 50 тыс. рублей. Эти требования суд отклонил. Суд пока не выпустил мотивированное решение, рассказала Агентству социальной информации старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова. Юристы предполагают, что судья не признала сведения недостоверными и порочащими репутацию. Также медиаюристы настаивали на том, что некоторые оспариваемые фразы представляли собой не утверждение о факте, а мнение. Оно не может быть признано порочащей информацией. Новость на сайте Центра была опубликована в декабре 2017 года. Она была посвящена делу, которое рассматривалось в Добрянском районном суде Пермского края. Адвокат подал иск о защите авторских прав и компенсации морального вреда к учредителю местной газеты, в которой вел рубрику «Адвокатские кейсы». Изначально истец согласился писать тексты бесплатно, а позже подал иск в суд. Он утверждал, что его «адвокатские кейсы» - объект авторского права, а редакция газеты не выплачивала ему гонорары. После того как суд отказал адвокату в удовлетворении требований, он решил судиться с экспертной организацией. Например, адвокат оспаривал сведения о том, что он требовал от газеты компенсацию за нарушение авторских прав в размере 4,5 млн рублей.

Агентство социальной информации, 25 апреля         

 

АПРЕЛЬ, 24, 25

Натела Полежаева

Два дня подряд сотрудники ОБЭП и Следственного управления СКР по Омской области вели несанкционированные обыски на территории санатория «Рассвет». Основанием для их проведения стало, по их словам, уголовное дело, возбужденное в отношении руководителя учреждения, по совместительству директора «Новой газеты – Западная Сибирь» Нателы Полежаевой - якобы «по факту невыплаты заработной платы». Однако ни 24, ни 25 апреля правоохранители не предъявили ей постановления о его возбуждении. Не представили и оформленной должным образом санкции на обыск: ее должен утвердить прокурор, а в документе его подписи нет. Кроме того, в качестве фигуранта «дела» в нем значится некая «Натела Леонидовна Полежаева». Главного врача «Рассвета» зовут Натела Олеговна – до недавнего времени она приходилась снохой экс-губернатору Омской области Леониду Полежаеву: в бытность его правления, которое длилось больше 20 лет. После ее отделения от главной омской семьи все областные ведомства одновременно прекратили финансирование «Рассвета», где был создан как раз в это время реабилитационный Центр, в котором лечат детей и взрослых, признанных государственной медициной неизлечимыми. После того, как в зале ТОП-театра, созданного при санатории 11 лет назад, прошло собрание волонтеров штаба Алексея Навального, отделение омского Сбербанка заблокировало личные счета Нателы Полежаевой и счет ее дочери Ирины, на который она получала пенсию по инвалидности. Прекращение операций по ним банк объяснил тем, что главврач «Рассвета» подозревается в «отмывании денег, полученных преступным путем» и «финансировании терроризма»: откуда поступили такие сведения руководству банковского отделения, оно не сообщило, поскольку это – «государственный секрет». 24 апреля с.г., несмотря на отсутствие у следователей документов, дающих право на проведение следственных действий, они вели их в течение трех часов, изъяв все бухгалтерские бумаги. Но этого им показалось мало – на следующий день явились в «Рассвет» с обыском  по словам его пациентов, не менее 10 человек – большинство из них в форме сотрудников полиции., старший – в звании подполковника. «Они потребовали ключ от кабинета – рассказала Фонду защиты гласности Натела Полежаева - Мы им, естественно, не дали, тогда они стали взламывать дверь, не знаю чем – монтировкой, наверное. Я и три инвалида, которые проходят у нас курс лечения, попытались им помешать. Одного из них, Зорина Сергея, пенсионера, они повалили на пол, скрутили руки, и ударили этой железной штукой, причинив ему серьезны телесные повреждения. Мы вызвали «скорую», она увезла его в больницу БСМП -1. Один из обэповцев, который по возрасту годится ему во внуки, сказал Сергею Николаевичу: «Ты – пылинка, исчезнешь – никто тебя не заметит (сказанное подтверждают пациенты реабилитационного центра Сергей Панаков и Александр Кочетков). Дверь они вскрыли, забрали компьютеры. Не знаю, кто прислал сюда этих людей, но вели они себя как бандиты, парализуя в течение двух дней работу медучреждения, где сейчас отдыхают и лечатся много детей. И самое интересное: именно они, изъяв бухгалтерскую базу данных, препятствуют, думаю, намеренно, погашению долгов по зарплате, по факту невыплаты которой якобы и возбудили дело. В тот день, когда они явились с обысками, на наш счет поступила крупная сумма, и они сделали все возможное, чтобы выплатить зарплату людям мы не могли». Натела Полежаева полагает, что о приходе денег узнали рейдеры и спешно прислали «правоохранительную бригаду», которая так торопилась исполнить заказ, что вместо документов на право обыска, пусть даже и неоправданных, составила наспех «филькины грамоты». Ранее руководитель «Рассвета» не раз заявляла о попытках его рейдерскго захвата, в котором, по ее мнению, участвуют вице-губернаторы И. Бондарев (бывший начальник УФСБ России по Омской области), А. Стороженко (министр областного здравоохранения), О. Белявский (генеральный директор ОНПЗ - нефтеперерабатывающего завода). Заявления были поданы именно в те правоохранительные органы - СУ СКР и ОБЭП, которые проводили в «Рассвете» обыски.

Информация Георгия Бородянского (Омск)               

 

АПРЕЛЬ, 25

Лена Мария Перссон-Лефгрен

Эйстейн Виндстад

Александра Елагина

Егор Сковорода

Антон Прусаков

Михаил Солуни

Продлен срок предварительного следствия о нападении на журналистов и правозащитников у границы Чечни и Ингушетии, но продлен ли срок расследования после этой даты, - ни пострадавшие, ни их адвокат пока не знают. На днях и сотрудник пресс-службы СУ СКР по Ингушетии отказался сообщить корреспонденту «Кавказского узла», продлено ли следствие по делу, сославшись на отсутствие этой информации. Также потерпевшим пока неизвестно, как продвигается расследование. По их интервью, данным разным СМИ, следователи не предоставляют детальных сведений по делу о нападении ни им, ни их адвокату Андрею Сабинину. Кстати, год назад Андрей Сабинин подал жалобу на следователя, ведущего это дело. Оно и правда с самого начала было многострадальным: то следствие приостанавливалось из-за невозможности установить причастных к нападению, то, при содействии президентского Совета по правам человека, вновь возобновлялось. Напоминаем, что 9 марта 2016 года на границе Чечни и Ингушетии несколько человек в масках напали на правозащитников «Комитета по предотвращению пыток» и журналистов, избили их и подожгли автобус. Четыре человека попали в больницу. И хотя по сообщению Главного следственного управления по Северо-Кавказскому федеральному округу было «допрошено 150 свидетелей» и «проведено более 25 судебных экспертиз», установить причастных к преступлению не удалось. По странному совпадению, камеры наблюдения, установленные на КПП рядом с местом нападения, не работали, видеорегистратор этого же поста также был неисправен. Дело расследуется по четырем статьям – о хулиганстве группой лиц (ч.2 ст.213 УК РФ), умышленном уничтожении чужого имущества (ст.167 УК РФ), групповом вооруженном нападении с целью хищения имущества (ч.2 ст.162 УК РФ) и воспрепятствовании деятельности журналистов (ч.3 ст.144 УК РФ). Пострадавшие журналисты убеждены, что нападение было организовано людьми, близкими к властям Чеченской Республики: на машинах бандитов были чеченские номера и по-русски говорили с акцентом. Они считают, что нападение было совершено в Ингушетии, чтобы запутать следствие, переложить расследование на ингушских правоохранителей и затруднить поиск нападавших. Эксперты-кавказоведы не исключают и то, что одной из целей нападения на журналистов и правозащитников было внести разлад в отношения недавно примирившихся Рамзана Кадырова и главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)             

 

АПРЕЛЬ, 25

Все СМИ

Организация Reporters sans frontières опубликовала документ, в котором говорится об «исторической деградации свободы СМИ на постсоветском пространстве и в Турции. Постсоветское пространство и Турция остаются мировыми лидерами в деградации свободы СМИ. Примерно две трети стран этой зоны по-прежнему находятся в районе или позади 150-го места в рэнкинге и позиция большинства продолжает снижаться. Общий индекс региона близок к тому, чтобы сравняться с замыкающими рэнкинг странам Ближнего Востока и Северной Африки. Свобода СМИ в России и Турции снизилась до уровня тридцатилетней давности. Это тревожная тенденция, которая усугубляется региональным влиянием обеих стран. Явная стагнация, наблюдающаяся в России (148 место, без изменений) на фоне всеобщей мировой деградации свободы прессы скрывает за собой продолжающееся ухудшение ситуации. Эта тенденция выражается постоянным повышением общего числа набранных баллов. Никогда еще со времени развала СССР в России одновременно не находилось в заключении такое большое число журналистов и блогеров. В то время как средства массовой информации в значительной степени контролируются лояльными Кремлю олигархами, усиливается давление на независимую прессу и журналистов, занимающихся расследованиями. Столкнувшись с новым ростом протестов накануне президентских выборов 2018 года, власть еще больше усилила контроль над Интернетом, начав атаку на мессенджеры и усилив на законодательном уровне давление на поисковые системы и способы обхода блокировок. Климат безнаказанности благоприятствует новым нападениям на журналистов, а угрозы, поступающие в адрес независимых редакций, вызывают все большие опасения. Чечня и Крым оказались практически полностью зачищены от всех тех, кто позволяет себе критические высказывания. При этом все это не мешает Москве заявлять о себе на международной сцене как об альтернативной модели в области информации.

Reporters sans frontières (RSF), 25 апреля

 

АПРЕЛЬ, 25

Сайт российской редакции Coda Story

Сайт российской редакции Coda Story оказался недоступен у большинства читателей 25 апреля из-за попытки заблокировать Telegram на территории России. Об этом «Медузе» рассказал редактор издания Алексей Ковалев. По словам Ковалева, проблемы с доступом начались еще 19 апреля, когда Роскомнадзор добавил в реестр запрещенных сайтов IP-адреса хостинга Digital Ocean, используемого Coda. К 25 апреля трафик, по данным статистики сайта, опустился практически до нуля. «Короче, вот так. Месяц назад запустили новое медиа, сегодня его сайт не открывается у 90% российских пользователей без VPN и других способов обхода блокировок (с ними открывается). Ни в каких реестрах его нет. Письма в Роскомнадзор возвращаются с ошибкой», - сообщил Алексей Ковалев. Ковалев сказал, что редакция пока не приняла решение, будет ли она обращаться в суд в связи с блокировкой, но рассматривает такой вариант. Российская Coda Story запустилась 30 марта на базе международной журналистской платформы. «Наш девиз – «Истории не заканчиваются», потому что для нас любая история только начинается после того, как она исчезает из заголовков новостей», - говорится в обращении редакции к читателям. Международный проект Coda Story был запущен в Нью-Йорке в 2016 году группой американских, британских и грузинских журналистов. С 16 апреля в России начали блокировать доступ к Telegram. Для этого Роскомнадзор внес в реестр запрещенных сайтов миллионы адресов облачных сервисов, которые могут быть использованы для обхода блокировок. Этими сервисами, помимо Telegram, пользуются другие сайты и системы, которые начали работать с перебоями.

Медуза, 25 апреля                                                    

 

АПРЕЛЬ, 25

Валерий Бриних

Суд в Адыгее присудил один миллион рублей Валерию Бриниху в качестве возмещения морального вреда. Активиста в течение трех лет незаконно обвиняли в разжигании ненависти по национальному признаку. Об этом сообщает издание «Медиазона». Присужденную экологу компенсацию выплатит Министерство финансов России. Ранее Бриниху свои официальные извинения принес прокурор Республики Адыгея. 7 августа 2017 года дело в отношении Бриниха было прекращено за отсутствием состава преступления. Такое решение было принято по итогам экспертизы, проведенной институтом криминалистики ФСБ. После этого суд в Адыгее постановил исключить из списка экстремистских материалов статьи эколога. Поводом для возбуждения дела в отношении председателя адыгейского республиканского отделения Всероссийского общества охраны природы Валерия Бриниха стала его статья «Молчание ягнят», опубликованная осенью 2014 года. В ней рассказывается об опасных для экологии последствиях деятельности свиноводческого комплекса в Теучежском районе Адыгеи. Учредителем компании является член Совета Федерации от Карачаево-Черкесии Вячеслав Дерев. Статья была включена в список экстремистских материалов в декабре 2014 года.

Радио Свобода, 25 апреля                                 

 

АПРЕЛЬ, 25

Сергей Вилков

Суд в Саратове постановил выплатить 150 тысяч рублей местному журналисту Сергею Вилкову, который был оправдан по уголовному делу о клевете на депутата областной думы от «Единой России» Сергея Курихина. Как сообщил «Медиазоне» сам Вилков, он просил о компенсации в 2 миллиона рублей, поскольку в рамках уголовного дела он находился под подпиской о невыезде 25 месяцев, у него прошли три обыска, а судебные разбирательства с Курихиным длились больше года. Конфликт между Вилковым и Курихиным, про которого журналист сделал ряд материалов, длится несколько лет. В этот период на Вилкова было совершено нападение, против него были составлены административные протоколы за распространение экстремистских материалов и пропаганду нацистской символики (хотя сам он антифашист), а также проводились проверки по уголовным делам. Вилков заявлял, что это преследование организовано Курихиным. Одним из поводов для уголовного дела о клевете против Вилкова стала копия оперативной справки об участнике преступной группировки «Парковские», которую журналист опубликовал во «ВКонтакте». В документе полный тезка Курихина назывался членом ОПГ, причастной к убийствам, вымогательствам и рэкету. На суде бывший полицейский Алексей Мурзов подтвердил, что депутат проходил по сводкам как член преступной группировки. В августе 2017 года суд оправдал Вилкова; судья постановила, что в ходе разбирательства не были представлены неопровержимые доказательства его вины.

Медиазона, 25 апреля                                          

 

АПРЕЛЬ, 26

ИД «Все для вас – Анапа»

Арбитражный суд Краснодарского края отказал в иске о защите деловой репутации ООО «Центральный рынок» из Анапы, который был подан к издательскому дому «Все для вас – Анапа». Конфликт разгорелся летом 2017 года, когда журналистам издательского дома помешали готовить публикацию о качестве продуктов, продаваемых на городском рынке Анапы. Сотрудники редакции утверждали, что директор ООО «Центральный рынок» Дмитрий Дьяконенко угрожал им физической расправой. После инцидента в изданиях «Все для Вас – Анапа» появились публикации, которые и послужили поводом к судебному разбирательству. Директор рынка подал пять исков о защите чести и достоинства и один иск в арбитражный суд о защите репутации предприятия. В феврале нынешнего года городской суд Анапы частично удовлетворил требования Дмитрия Дьяконенко: один из исков был оставлен без рассмотрения, по остальным, объединенным в ходе суда в один, размер компенсации морального вреда был снижен с 600 тысяч до одной тысячи рублей. «Представитель истца настаивал, что словосочетание «Центральный рынок» равнозначно ООО «Центральный рынок, – рассказывает юрист Центра защиты прав СМИ Ольга Воронова, представляющая в судебных процессах интересы издательского дома. – Он также утверждал, что при определении качества продуктов на рынке журналисты должны были заказать анализы в специализированной лаборатории». Тем временем решение городского суда Анапы, который частично удовлетворил иск директора рынка, обжаловано ответчиками в краевом суде. По словам Ольги Вороновой, при рассмотрении дела суд первой инстанции допустил серьезные процессуальные нарушения. Дата рассмотрения апелляции пока не назначена.

Информация Романа Жолудя (Воронеж)                   

 

АПРЕЛЬ, 26

Вадим Ампелонский

Следственный комитет переквалифицировал обвинение пресс-секретарю Роскомнадзора Вадиму Ампелонскому, а также главе правового отдела Борису Едидину и главе аппарата ведомства Александру Весельчакову. Как сообщил агентству «Москва» адвокат Артур Большаков, теперь дело против сотрудников Роскомнадзора расследуется по статье о растрате, а не мошенничестве. Статья 160 УК РФ предусматривает до десяти лет лишения свободы и штраф до одного миллиона рублей. Согласно решению суда, Ампелонский, Едидин и Весельчаков до 7 мая остаются под домашним арестом. Еще один фигурант дела, генеральный директор ФГУП «Главный радиочастотный центр» Анастасия Звягинцева находится под подпиской о невыезде. Уголовное дело против сотрудников Роскомнадзора было возбуждено в октябре 2017 года. По версии следствия, с 2012-го по февраль 2017 года обвиняемые заключили несколько фиктивных трудовых договоров, похитив, таким образом, более 20 миллионов рублей. Фиктивная зарплата перечислялась на карту, оформленную на подставное лицо. Новые обстоятельства, способствовавшие переквалификации дела, неизвестны.

Медуза, 26 апреля                                      

 

АПРЕЛЬ, 26, 28

Интернет-издание TochkaNews

Сотрудники уголовного розыска ГУ МВД РФ по Свердловской области, региональных управлений СКР и ФСБ РФ провели 26 апреля обыски в квартире родителей замредактора интернет-издания TochkaNews Валентины Гофенберг, а также у ее сестры, которая живет по соседству. По предварительной информации, обыски проводились в рамках сразу двух уголовных дел. Первое возбуждено полицией по статье 128.1 УК РФ («Клевета, либо распространение заведомо ложных сведений»), второе - Следственного управления СКР по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды»). Сотрудников полиции интересовали все электронные носители, на которых может содержаться какая-либо информация об обстоятельствах уголовного дела. Как сообщили ряд СМИ, не исключено, что дело по клевете может быть связано с критическими, нередко язвительными, на грани этических норм материалами о деятельности руководства ОМВД Нижнего Тагила и полиции Алапаевска, которые Гофенберг в последнее время публиковала в телеграм-канале «ОйВсё». В числе прочих в негативном контексте упоминались начальник тагильской полиции Ибрагим Абдулкадыров и его коллега из Алапаевска Константин Кузнецов. Любопытно, что в тот же день в квартиру главного редактора TochkaNews Дмитрия Фоминцева в течение часа ломились четыре человека, представившиеся сотрудниками уголовного розыска. «Оснований проникнуть в квартиру у них не было, но они угрожали, что вынесут мне двери, - рассказал коллегам Дмитрий. - Предлагали пойти «навстречу» и мирно проехать в офис, где, якобы, находится редакция. Я спросил, есть ли ко мне, как к главному редактору информационного агентства, какие-то претензии или документы на обыск. Ответили – нет». 28 апреля силовики опять нагрянули в редакцию интернет-издания. Фоминцев написал в соцсетях: «Мне абсолютно непонятно, что они ищут в этот раз. Накануне сотрудники УгРо изъяли все вплоть до чековой книжки и печати. В данное время я на больничном. В редакцию уже выехали адвокаты». Ситуацию взяли на контроль в Свердловском творческом союзе журналистов. Как написал на сайте СТСЖ старшина областной гильдии судебных репортеров Сергей Плотников, «если попытка взять главреда на испуг была инициативой тагильских сыщиков, то ей должно дать оценку руководство полицейского главка. Если же такова практика расследования подобных дел в отношение СМИ, то тут есть повод для тревоги и творческого союза, и общественности, и надзорных органов».

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)          

 

АПРЕЛЬ, 27

«Эхо Москвы»

Виталий Рувинский

В Москве мировой судья оштрафовала на 20 тысяч рублей «Эхо Москвы». Радиостанция была признана виновной в нарушении закона о СМИ из-за записи в блоге Ксении Собчак, содержавшей ссылку на видео с нецензурной бранью. Еще на пять тысяч рублей оштрафован Виталий Рувинский - главный редактор сайта «Эха Москвы», на котором была опубликован запись Собчак. В суде Рувинский заявил, что закон о СМИ освобождает редакцию от ответственности при освещении деятельности кандидатов в президенты, которым на момент публикации являлась Собчак. Также он подчеркнул, что нецензурная брань не была размещена на сайте «Эха Москвы», а содержалась по ссылке на YouTube. Представитель Роскомнадзора Алексей Галчев ответил, что запись в блоге Собчак не была ее официальным выступлением, за которое радиостанция не несет ответственности по закону о СМИ. Гиперссылку на видео в блоге он назвал «неотъемлемой частью контента». Сама Ксения Собчак на заседании не присутствовала. Роскомнадзор подал иск к «Эху Москвы» и Виталию Рувинскому в середине апреля. Поводом стала запись в блоге Ксении Собчак от 30 января; она содержала ссылку на видео с ютьюб-канала Собчак, посвященное ее встрече с жителями Грозного в качестве кандидата в президенты. Из толпы ей крикнули *******! (уезжай!).

Медиазона, 27 апреля                                   

 

АПРЕЛЬ, 27

Роскомнадзор

«Яндекс»

«ВКонтакте»

«Одноклассников»

Предприниматель Александр Вихарев подал в Арбитражный суд Москвы иск против Роскомнадзора. Истец заявил, что понес ущерб из-за массовых блокировок сайтов в попытках ограничить доступ к Telegram и потребовал от Роскомнадзора пять миллионов рублей. Копия иска есть в распоряжении РИА Новости. Как сообщает агентство, Вихарев руководит компанией «Инвестори», привлекающей инвестиции в коммерческую недвижимость. По его словам, из-за массовых блокировок Роскомнадзора оказался заблокирован ряд серверов «Инвестори», а клиенты не могли провести операции в своих личных кабинетах на платформе компании. Сумма в пять миллионов рублей, которую бизнесмен требует в качестве компенсации убытков, основана на репутационных рисках компании, пишет РИА Новости. При этом неизвестно, есть ли свидетельства, что проблемы с доступом к сайту «Инвестори» связаны именно с действиями Роскомнадзора. По данным агентства, это первый иск, поданный против ведомства в связи с массовыми блокировками. Роскомнадзор заблокировал Telegram c 16 апреля. В попытках ограничить доступ к мессенджеру ведомство стало блокировать IP-адреса хостинг-провайдеров Amazon, Google и Digital Ocean, которые Telegram использовал для обхода блокировки. Действия Роскомнадзора сказались на работе многих сторонних сайтов, которые пользовались хостингом заблокированных провайдеров. При этом Telegram остается доступным для пользователей без прокси-серверов и VPN. Ночью 27 апреля Роскомнадзор внес в реестр запрещенных сайтов отдельные IP-адреса «Яндекса», «ВКонтакте» и «Одноклассников». Ведомство объяснило это техническими причинами, и вскоре адреса пропали из реестра. Компания «Яндекс», тем не менее, заявила, что действия Роскомнадзора угрожают всему рунету.

РИА Новости, 27 апреля                             

 

АПРЕЛЬ, 27

Вероника Ильина

Газета «Знамя»

В ФЗГ обратилась главный редактор газеты «Знамя» из города Урая (Ханты-Мансийский автономный округ) Вероника Ильина. Она сообщила о том, что в дополнение к ранее возбужденному в отношении нее уголовному делу по статье 159 УК РФ («Мошенничество») – см. монитор за март 2018 года – возбуждено еще одно, по статье 160 УК РФ («Присвоение или растрата»). Веронике Ильиной инкриминируют то, что она незаконно начисляла доплату одному из сотрудников, который потом отдавал эти деньги редактору. «Доплату, о которой идет речь, назначала не я, а предыдущий главный редактор, еще за два года до моего приезда в Урай. Я просто продолжила ее выплачивать, так как референт выполняла дополнительные обязанности, не входящие в ее должностную инструкцию. Но прокуратура считает, что раз доплата производилась из свободной ставки выпускающего редактора, а референт обязанности выпускающего редактора не выполняла, значит, она получала эту доплату незаконно», - сообщила Ильина. «Когда я отказалась признать себя мошенницей, на меня завели еще одно уголовное дело – по ст. 160 УК РФ. В него вошли остальные «эпизоды» - доплаты сотрудникам газеты, которые также, как и доплата референту, по мнению прокуратуры, выплачивались незаконно, но при этом сотрудники не стали оговаривать меня, а мужественно признались, что деньги получали за дополнительную работу и тратили их по своему усмотрению», - добавила она. Кроме того, В. Ильина сообщила, что после ее отстранения от работы обязанности главного редактора городской газеты исполняет главный бухгалтер. Каждый номер отправляется на согласование в пресс-службу городской администрации. Коллектив деморализован.

Информация Вероники Ильиной              

 

АПРЕЛЬ, 27

Роман Баданин

Мария Жолобова

Дарья Жук

ГУ полиции Санкт-Петербурга потребовало у гендиректора телеканала «Дождь» Натальи Синдеевой предоставить «сведения о месте фактического нахождения» главного редактора телеканала Романа Баданина на территории США, сообщили «Открытые медиа». Эту информацию The Bell подтвердила исполняющий обязанности главного редактора «Дождя» Александра Перепелова. В повестке требуется объяснить отъезд Баданина в США и передать повестки о вызове на допрос в качестве свидетелей двух сотрудников телеканала - спецкору Марии Жолобовой и продюсеру Дарье Жук. Уголовное дело по статье «Клевета» (ст. 128.1), по информации The Bell, было возбуждено  по обращению представителей предпринимателя Ильи Трабера 14 ноября 2017 года, после выхода на «Дожде» документального фильма о нем и его связях с президентом Владимиром Путиным. Дело было возбуждено в отношении неустановленных лиц. Роман Баданин последний год учится в Стэнфордском университете.

The Bell, 27 апреля                                          

 

АПРЕЛЬ, 27

Анатолий Цыганков

Журналист сайта «Политика Карелии» (Петрозаводск) Анатолий Цыганков рассказал о том, как в Законодательном собрании республики шло распределение оплачиваемых депутатских мест. В парламенте Карелии не все депутаты имеют право работать на постоянной основе, то есть за зарплату, и потому парламентские фракции заинтересованы в том, чтобы хотя бы кого-то из своих депутатов пристраивать на зарплату. Зависит это от позиции фракции «Единая Россия», у которой 24 мандата из 36. Однако в прошлом году возникла ситуация, когда внутри фракции «ЕР» «взбунтовалась» группа депутатов, отказываясь поддерживать одно из кадровых решений, что создало угрозу «двоевластия» в парламенте. Чтобы погасить конфликт в «Единой России», было решено лишить должности вице-спикера одного из вождей «бунта» - депутата А. Мазуровского, а чтобы нечаянно не проиграть конкуренцию фракция большинства («ЕР») нашла союзников, а главное аргументы для представителей фракций КПРФ и ЛДПР в виде оплачиваемых депутатских мест. Во время апрельской сессии 2017 г. вице-спикер А. Мазуровский всю эту внутреннюю «кухню» межфракционных договорённостей раскрыл, сообщив, кто организовывал переговоры (это был депутат из фракции «ЕР» Л. Лиминчук, в итоге получивший должность председателя вновь созданного комитета), кто участвовал в «договорном» голосовании (фракция КПРФ; хотя не только она, но ещё и фракция ЛДПР) и даже назвал сумму, на которую могут рассчитывать депутаты, переходившие на платную основу работы в Заксобрание (в год каждый депутат получал бы бюджетное содержание в размере 2,5 миллионов рублей). Журналист А. Цыганков всё это пересказал в своей публикации, на многие месяцы угодив в судебный переплёт. Сначала депутат Л. Лиминчук пытался дважды возбудить уголовное дело по факту клеветы в отношении Цыганкова, но в обоих случаях в правоохранительных органах ему было отказано. Тогда осенью 2017 года начался гражданский судебный процесс, в котором депутат парламента Л. Лиминчук требовал опровержения семи фраз из статьи «Продажные депутаты парламента Карелии?» и компенсации морального вреда в размере 3 миллионов 354 тысяч рублей. А. Цыганков доказывал в суде, что лишь пересказал выступление депутата А. Мазуровского, в словах которого и надо искать утверждения о фактах, а никак не преследовать журналиста за его суждения по поводу сведений, озвученных Мазуровским на сессии Законодательного собрания. В течение нескольких судебных заседаний рассматривались аргументы сторон, в итоге судья Петрозаводского городского суда К. Мамонов отказал депутату Заксобрания Л. Лиминчуку в удовлетворении иска. В основу судебного решения была положена норма Европейского права, о том, то представитель власти должен с большей терпимостью относится к критике в его адрес, особенно когда речь идёт о защите общественного интереса. Впрочем, у этого дела ещё не исключается продолжение в апелляционной инстанции.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)     

 

АПРЕЛЬ, 27

Телерадиокомпания «Югра»

С телерадиокомпании «Югра», которая принадлежит окружному правительству, Ханты-Мансийское муниципальное предприятие «Водоканал» требует взыскать 50 миллионов рублей за вред, нанесенный деловой репутации предприятия. Соответствующий иск принял к рассмотрению Арбитражный суд ХМАО. В своем заявлении истец просит суд обязать ОТРК «Югра» за свой счет опровергнуть информацию, вышедшую в эфир 20 ноября 2017 года в программе «По сути с Натальей Дворжак» на тему «ЖКХ. Зима близко». В иске указано, что в данной программе Наталья Дворжак сообщила недостоверные сведения. В ходе репортажа ведущая задала вопрос сотруднику ООО «Тюмень Водоканал» о стоимости подключения к сетям водопровода в Тюмени. Тот ответил, что цена составляет 500 рублей за один погонный метр с учетом всех материалов. Не располагая подтверждающей информацией, ведущая сообщила, что в Ханты-Мансийске такая услуга стоит 9 тысяч рублей. Из расчетов, произведенных истцом, следует, что стоимость такого подключения в Ханты-Мансийске обошлась бы абоненту значительно ниже, чем в Тюмени. Истец считает, что указанная в программе информация не соответствует действительности и негативно сказывается на деловой репутации предприятия в сфере предпринимательской деятельности, рассказали в суде. Иск принят к производству, рассмотрение назначено на 16 мая.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)          

 

АПРЕЛЬ, 29

ИА «Медиатрон»

Рано утром в Белгороде, в районе ЖК «Париж» на журналиста, заместителя редактора независимого информационного агентства «Медиатрон» было совершено нападение. Как рассказали свидетели происшествия, рядом с журналистом, идущим по пешеходной части моста, остановилось такси. Один из пассажиров автомобиля задал какой-то вопрос, после чего, выскочив из такси, вместе с другим пассажиром и водителем такси напал на журналиста. В итоге журналист независимого электронного издания, учреждённого старейшей общественной организацией области – областным отделением Общества «Знание», с тяжёлыми травмами госпитализирован в одну из больниц. Полиция в больнице провела первый опрос очевидцев нападения, доставивших журналиста медучреждение. В БРО Общества «Знание» и редакции агентства считают, что поскольку никаких, хоть сколько-нибудь заметных личных конфликтов у пострадавшего ни с кем не было, то, значит, вероятных версий причин нападение, возможно, всего две. «Во-первых, это профессиональная деятельность. Она – крайне мирная, классически-просветительская, но агентство, работающее по большей части по открытым источникам, иногда позволяет себе публично иронизировать – как по поводу деятельности местных властей, так и местного бизнеса. Возможно, кому-то наше невинное скалозубство могло показаться перешедшим какие-то границы, - рассказали в белгородском обществе «Знание». «Собственно то, как нагло, совершенно не таясь и не скрываясь, действовали нападавшие, вторую версию – случайное нападение случайных отморозков – делает совсем уж подозрительной и даже маловероятной. Тем более, что напавшие, по рассказам, не выглядели ни заметно пьяными, ни какими-то неадекватно перевозбуждёнными, - отметили в редакции «Медиатрон». В общественной организации очень надеются, что белгородская полиция быстро и квалифицированно проведёт расследование этого умышленного нанесения больших, опасных для жизни телесных повреждений молодому человеку.

МЕДИАТРОН, 29 апреля                                         

 

Получено от корреспондентов:

31, 33, 32, 28, 24, 23, 27, 40, 18, 29, 34, 10,

21, 45, 30, 27, 23, 8, 17, 7, 15, 32, 27, 58,

23, 27, 25, 50, 38, 42, 22, 30, 20, 48, 35, 34                                                         

36, 19, 35, 31, 38, 29, 17, 35, 39, 30, 31, 36

30, 34, 28, 35, 52, 39, 25, 34, 46, 40, 36, 30

33, 34, 31, 36, 27, 31, 21, 32, 18, 30; 23, 25

16, 32, 16, 18, 35, 23, 28, 38, 29, 12, 35, 21                              

25, 22, 34, 32, 25, 28, 25, 37, 31, 37, 30, 26                                                - 33

38, 26, 37, 27, 21, 37, 10, 34, 24, 30, 39, 29                                              

31, 34, 35, 25, 24, 12, 35, 24, 40, 31, 31, 24

30, 21, 39, 43, 17, 12, 24, 42, 28, 27, 26, 33

31, 35, 37

 

 

КРОМЕ ТОГО, из др. источников (прессы, «самотеком»):

103, 102, 121, 126, 97, 76, 84, 103, 87, 159, 187, 89,

107, 110, 111, 146, 112, 94, 118, 97, 126, 126, 105, 131,

111, 135, 158, 90, 108, 88, 87, 107, 107, 130, 93, 134                                        

82, 122, 147, 117, 106, 113,121, 109, 134, 153, 114, 142

89, 104, 169, 142, 105, 104, 98, 127, 97, 110, 147, 220

86, 114, 188, 115, 147, 83, 103, 128, 115, 160; 108, 116

102, 111, 121, 121, 81, 96, 131, 122, 97, 123, 103, 110                                                   

104, 162, 85, 85, 88, 78, 85, 124, 169, 125, 95, 106                                     - 71

93, 91, 133, 128, 135, 84, 139, 111, 111, 87, 98, 82

58, 81, 112, 124, 110, 119, 96, 112, 116, 89, 105, 105

64, 78, 143, 108, 96, 95, 65, 71, 93, 141, 100, 112

102, 85, 73

 

 

Всего:

134, 135, 153, 154, 121, 99, 111, 143, 105, 199, 221, 99,

128, 155, 141, 173, 135, 102, 135, 104, 141, 158, 132, 189,

134, 162, 183, 140, 146, 130, 109, 137, 127, 178, 128, 168                                 

118, 141, 182, 148, 142, 142, 138, 144, 170, 183, 145, 178

119, 138, 197, 177, 157, 143, 123, 161, 143, 150, 183, 250

119, 148, 219, 151, 174, 114, 124, 160, 133, 190; 131, 141

118, 143, 137, 131, 116, 119, 159, 160, 126, 135, 138, 131                                                              

129, 184, 119, 117, 113, 106, 110, 161, 200, 162, 125, 132                        - 104

131, 117, 170, 155, 156, 121, 149, 145, 135, 117, 137, 111

89, 115, 147, 149, 134, 131, 131, 136, 156, 120, 136, 129

94, 99, 182, 151, 113, 107, 89, 113, 121, 168, 126, 145

133, 120, 110


Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни