Результаты мониторинга
31 Марта 2018 года

Результаты мониторинга ФЗГ за март 2018 года

Конфликты, зафиксированные ФЗГ в течение МАРТА 2018 года на территории РФ.

Случаи гибели журналистов   ().

Пропавшие без вести ().

Нападения на журналистов и блогеров 8 (Дмитрий Бондарев, гендиректор и издатель газеты «АиФ-Урал», Екатеринбург; Сергей Тихонов, корреспондент журнала «Эксперт», Сахалинская область; Малик Бутаев, журналист «РИА Дербент», в Махачкале; Денис Михнев, корреспондент интернет-издания «Кавказ пост», Карачаево-Черкессия; Наталья Яковлева, журналист издания «В Омске», в Омской области; Мария Шерстюкова, корреспондент Федерального агентства новостей, в Кемерово; Ольга Исакова, корреспондент газеты «Никольское кольцо», Смоленск, - в феврале 2018 года; Виталий Шахназаров, директор интернет-канала «Шелехов News», Иркутская область).

Нападения на редакции, телецентры   ()

Попытки цензуры  ().

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 5 (Вероника Ильина, главный редактор газеты «Знамя», Ханты-Мансийский автономный округ – Югра; Магомед Хазбиев, редактор сайта «Ингушетияру.орг», Ингушетия – 2 раза; Владимир Шевченко, руководитель портала FinNews.ru и ИА «Шефа», Санкт-Петербург; Евгений Сергиенко, Чита главный редактор газеты «Московский комсомолец» - Чита», Чита).

Увольнение редактора, журналиста – 2 (Михаил Кузьмин, Ольга Смирнова, журналисты газеты «Рабочий край», Иваново).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 8 (Михаил Мальцев, фотокорреспондент газеты «Город N», Ростов-на-Дону; Юрий Буларга, журналист газеты «Рабочая демократия», Ямало-Ненецкий автономный округ; Магомед Хазбиев, редактор сайта «Ингушетияру.орг», Ингушетия; Владимир Шевченко, руководитель портала FinNews.ru и ИА «Шефа», Санкт-Петербург; Сергей Михайлов, учредитель газеты «Листок», Горно-Алтайск - в Москве; Константин Филин, журналист газеты «Подмосковное самоуправление», Московская область; Илья Варламов, блогер, Москва; Александр Балашов, назависимый фотограф, Кемерово).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 3 (Джемал Алиев, корреспондент РИА «Дагестан», в Москве; Магомед Хазбиев, редактор сайта «Ингушетияру.орг», Ингушетия; Наталья Яковлева, журналист издания «В Омске», в Омской области).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 7

на сумму 3 875 000 рублей

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 3

       удовлетворено – 1

       взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

       10 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 13

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений   ()

Отказ от печатания (распространения) СМИ  ().

Отключение от эфира, прекращение вещания  ().

Прекращение выхода СМИ 2 (портал FinNews.ru, Санкт-Петербург; ИА «Шефа», Санкт-Петербург).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (Газета «Новые колеса», Калининград).

Препятствование выходу СМИ -  ().

Препятствование деятельности интернет-изданий2 (сайт «Против всех», Москва; портал gay.ru).

Вмешательство в деятельность редакции -  ().

Выход изданий-двойников  ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (компьютеры журналиста газеты «Новые колеса» Александра Захарова, Калининград).

Отказ в регистрации СМИ -  ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб etc.) -  ().

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 32

 

МАРТ, 1

Газета «Карельская губерния»

Сайт «Губерния daily»

Газета «Карельская губерния» и сайт «Губерния daily» (это связанные между собой издания) попали в неприличную историю: в их публикациях была обнаружена ненормативная лексика. Причём если первый выявленный случай можно было бы, пусть и с натяжкой, объяснить случайностью - хотя кто же случайно матерно выражается в собственном издании? – то появление матерных ругательств в очередной публикации этих же изданий подобное допущение опровергало. Факты использования редакциями ненормативной лексики попали в мониторинг Карельского управления Роскомнадзора, последовала ожидаемая реакция контролирующего органа. Были составлены протоколы об административном правонарушении в отношении главных редакторов печатного периодического издания «Карельская губерния» и сетевого издания «Губерния daily», и учредителя двух СМИ. Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карелии вынесло письменное предупреждение учредителю и редакции «Карельская губерния» о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации (они нарушили статью 13 закона «О СМИ»). Главному редактору сетевого издания «Губерния daily» удалось избежать денежного штрафа, поскольку публикация была оперативно удалена с сайта и руководителю издания вынесли только административное предупреждение, а вот главный редактор газеты был оштрафован на 5 тысяч рублей, поскольку печатное издание ушло к читателям. Стоит заметить, что региональное управление Роскомнадзора проявило мягкость по отношению к редактору газеты, потому что за подобный вид административного правонарушения предусматривается наказание от 5 тысяч до 200 тысяч рублей (КоАП ч. 3 ст.13.21). То есть, главный редактор печатного издания отделался минимальным штрафом. Можно сказать, повезло. В судебных заседаниях по данным видам административного нарушения учредитель и главные редакторы признали свою вину. Надо полагать, впредь они будут внимательнее относиться к текстам, которые приносят им журналисты.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)       

 

МАРТ, 2

Джемал Алиев

Московская полиция при поддержке ФСБ задержала уроженцев Дагестана, подозреваемых в вымогательстве у специального корреспондента «РИА Дагестан» Джемала Алиева, сообщает РБК со ссылкой на источники в столичном ГУ МВД. По словам руководителя «РИА Дагестан» Магомеда Магомедова, в конце 2017 года на журналиста напали с применением холодного оружия. Алиева ударили ножом в голову, однако он прошел вскользь, и журналист не пострадал. О нападении он сообщал своему руководству. Источник в полиции рассказал, что 29-летнему Алиеву угрожали физической расправой. У него требовали 6 млн рублей. По этому делу сотрудники уголовного розыска при поддержке ФСБ и СОБРа «Рысь» Росгвардии задержали семерых уроженцев Дагестана, временно проживавших в Москве. По итогам спецоперации возбуждено уголовное дело по статье 162 УК РФ («Разбой») и статье 163 УК РФ(«Вымогательство»). Четверо подозреваемых заключены под стражу, в отношении остальных задержанных избраны иные меры пресечения. Во время обысков у подозреваемых изъяли мобильные телефоны и пистолет с патронами. По данному факту возбуждено отдельное уголовное дело по статье «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов». В настоящее время расследование продолжается.                                                                                 

 Компромат 1, 2 марта; Российская газета, 13 марта

 

МАРТ, 2, 5

Михаил Мальцев

В Ростове-на-Дону фотокорреспондента газеты «Город N» задержали во время выполнения редакционного задания. На сайте газеты «Город N» появилось сообщение о нападении сотрудников службы безопасности строительной компании ООО «СУ-1 «ЮСИ-Дон»» на фотокорреспондента Михаила Мальцева. Журналист выполнял редакционное задание, фотографируя строящиеся этой фирмой жилые дома. Сначала он позвонил в редакцию и сообщил, что охранники объекта не разрешают ему вести съемку и требуют, чтобы он покинул территорию стройки. Затем с мобильного телефона Михаила Мальцева на телефон редактора отдела газеты Татьяны Дудник позвонил неизвестный мужчина и заявил, что «Михаил разбил фотоаппарат о свою машину». Когда удалось дозвониться до Мальцева, выяснилось, что его удерживают в службе безопасности компании. Редакция вызвала наряд полиции, после чего Михаила освободили. «Город N» - деловой еженедельник, он выходит уже 25 лет небольшим тиражом и пользуется у своей целевой аудитории авторитетом качественного издания. Но уже через сутки интернет портал «Деловое сообщество», позиционирующий себя как главный деловой портал Ростова-на-Дону и Ростовской области, разместил на своём сайте заметку под заголовком «Деловая газета «Город N» оклеветала крупного ростовского застройщика». В ней сообщается, что «ЮгСтройИнвест», куда входит и СУ-1, провела в воскресенье экстренную пресс-конференцию. На ней были продемонстрированы «записи с видеокамер, подтверждающие, что на журналиста не нападали, его не задерживали, к нему не прикасались физически, его фотокамера не была разбита». Представители застройщика также заявили на пресс-конференции, что по данному инциденту уже вышел ряд негативных статей в СМИ и «ЮгСтройИнвест» обратился в полицию с просьбой дать правовую оценку публикациям об этом инциденте. Кроме того, строительная компания готовит иск к газете «Город N» о защите чести, достоинства и деловой репутации. Далее в той же публикации интернет портал «Деловой сообщество» рассказывает об успехах строителей, сдавших недавно новый детский сад. Фонд защиты гласности будет следить за дальнейшим развитием событий. Полиция 5 марта отказалась возбуждать уголовное дело о нападении на Михаила Мальцева. К нему никто не применял силу и насильно в помещении стройкомпании не удерживал, пояснили правоохранители. Михаил Мальцев сообщил корреспонденту «Кавказского узла», что не согласен с отказом возбудить дело. «Решение органов МВД по моему заявлению не разделяю, но дальнейшие меры предпринимать не хочу. Свою версию событий я изложил в заявлении [о нападении]», - сказал журналист. Он уточнил, что его фотокамера и телефон в результате инцидента повреждены не были, а фотосъемку он вел по заданию редакции. «Стройку я снимал по журналистскому заданию для обзора о крупнейших застройщиках многоквартирного жилья по итогам 2017 года для спецвыпуска «Строительство и ЖКХ», - пояснил Михаил Мальцев.

Информация Анны Лебедевой (Ростов-на-Дону)


МАРТ, 2

Газета «Костромской край»

Костромской областной суд решил, что фраза «депутаты, которые ничего не сделали для области» - порочит честь и достоинство народных избранников, узнал KOSTROMA.TODAY. Это следует из решения суда по делу депутата костромской областной думы Вячеслава Головникова, который подал в суд на газету «Костромской край». Она  опубликовала о нём критическую  статью. В конце прошлого года иск депутата о защите чести и достоинства дошел до областного суда. Депутат потребовал признать клеветой около десятка  фрагментов из текста. В основном, в них шла речь о его конфликте с местным отделением коммунистической партии, откуда его исключили. Во всех этих требованиях областной суд в итоге отказал, однако  признал, что репутацию депутата порочит одна  фраза, которую часто употребляют многие костромичи, которые как-то интересуются жизнью региона. Звучит она так: «такие «новоиспеченные» депутаты, ничего не сделавшие для области». Суд решил: то, что депутаты ничего не делают - надо доказывать. А говорить такое без фактов - нельзя. Отметим, что ранее лингвистическая экспертиза также признала: утверждать такое -значит унижать депутатов. «Судебная коллегия считает, что данное утверждение порочит деловую репутацию истца, так как не соответствует действительности», - говорится в решении суда. Авторы статьи заплатят компенсацию в 10 тысяч рублей - правда, депутат требовал 125 тысяч рублей. А всем костромичам, которые нередко возмущаются в соцсетях: «чем это занимаются некоторые наши депутаты?», теперь надо проявлять осторожность. Газета должна будет опубликовать опровержение слов, что депутаты ничего не делают. Видимо, изданию надо будет напечатать, что депутаты что-то делают…

KOSTROMA.TODAY, 2 марта                                                

 

МАРТ, 2

Валерий Бриних

Прокурор Майкопа принес извинения экологу Бриниху за незаконное уголовное преследование. На заседании Майкоповского городского суда прокурор принес свои письменные извинения экологу Валерию Бриниху за незаконное уголовное преследование. Об этом сообщил адвокат Международной правозащитной группы Агора Андрей Сабинин, представляющий интересы Бриниха. 2 марта судья рассматривал жалобу эколога на отсутствие официальных извинений прокурора за незаконное уголовное преследование, но прекратил процесс после заявления прокурора. При этом суд вынес частное определение прокурору республики о нарушении разумных сроков извинения (ч. 1 ст. 136 УПК). Адвокат отметил, что на заседании прокурор не смог объяснить, почему в течение долгого времени он не принес свои извинения Бриниху. В своей жалобе Валерий Бриних просил признать бездействие заместителя прокурора Адыгеи Антона Герасимова и прокурора Майкопа Аслана Тхазеплева незаконным и необоснованным: в течение установленных сроков они игнорировали свои обязанности и не принесли экологу официальное письменное извинение. Бриних также просил суд обязать Герасимова и Тхазеплева извиниться перед ним в эфире республиканского телевидения и опубликовать извинения официальных печатных СМИ - в газетах «Советская Адыгея» и «Майкопские новости». В ноябре 2015 года Бриниху предъявили обвинение в унижении достоинства группы лиц по признакам национальности и происхождения, совершенном публично с использованием интернета (ч. 1 ст. 282 УК РФ). Поводом для обвинения послужила публикация статьи «Молчание ягнят». В августе 2017 года уголовное дело было прекращено, т. к. прокурор отказался от обвинения. Важным аргументом стала экспертиза, проведенная Институтом криминалистики ФСБ, которая не нашла признаков экстремизма в статье эколога. Всего было четыре заключения специалистов и три экспертизы, только одна в пользу обвинения. Само дело длилось почти три года. По версии следствия, в сентябре 2014 года Бриних подготовил статью «Молчание ягнят» (которую Майкопский городской суд признал экстремистским материалом сразу же после возбуждения дела), описывающую проблемы свиноводства в Республика Адыгея, и передал ее неустановленным лицам для распространения в интернете. Согласно выводам экспертов, в статье содержатся высказывания, в которых негативно оценивается группа лиц, объединенных по признаку национальности «адыгейцы», и которые способствуют унижению человеческого достоинства по признакам национальности. Статья «Молчание ягнят» была опубликована на сайте «За Краснодар», в ней содержится информация о загрязнении природы Теучежского района отходами свиноводческого комплекса «Киево-Жураки АПК». В сентябре 2017 года суд исключил эту статью из «Федерального списка экстремистских материалов».

ОВД-Инфо, 2 марта    

                                  

МАРТ, 2

Интернет-журнал «Звезда»

В Перми признан обоснованным административный штраф, назначенный с подачи Роскомнадзора за публикацию нецензурной брани в интернет-журнале «Звезда». Учредитель сетевого издания - ЗАО «Проектное финансирование» - наказан на 20 тыс. рублей. «Только кони и собаки молодцы». Поэзия Алексея Евстратова» - под таким заголовком интернет-журнал «Звезда» 19 октября 2017 года обнародовал подборку стихотворений. Журналист Иван Козлов рассказал о творческом пути поэта из Перми Алексея Евстратова, удостоенного престижной в России литературной премии имени Виктора Астафьева за 2013 год. Управление Роскомнадзора по Пермскому краю усмотрело в публикации нецензурное слово, которое может относиться к женщине с пониженной социальной ответственностью, и сочло это бранью. 25 октября «Звезда» удалила спорное стихотворение со своего сайта. А 13 ноября надзорное ведомство оформило протокол об административном правонарушении. По части 3 статьи 13.21 КоАП РФ («Изготовление или распространение продукции СМИ, содержащей нецензурную брань») виновному грозил штраф от 20 тыс. до 200 тыс. рублей. Поскольку ЗАО «Проектное финансирование» к административной ответственности ранее не привлекалось, мировой судья судебного участка № 5 Ленинского судебного района Перми Антон Тарасов 22 декабря 2017 года ограничился минимальным наказанием в 20 тыс. рублей. При первом пересмотре этого постановления в Ленинском районном суде Перми 2 марта 2018 года представитель коммерческой компании Александра Гуляева попросила прекратить производство по делу. По ее мнению, учредитель сетевого издания не может быть субъектом данного правонарушения, так как не является редакцией и распространителем продукции СМИ. «ЗАО «Проектное финансирование» никоим образом не может влиять на контент СМИ. Главный редактор Хлопов Степан Викторович не имеет трудовых отношений с ЗАО, работает по договору подряда – как и другие сотрудники. Редакция – это независимое общественное объединение граждан. Для нас редакция – Хлопов, который может менять состав редакции в зависимости от своей позиции. Учредитель только финансирует деятельность этого проекта. Отрицать правонарушение трудно, его пропустили главный редактор, автор и корректор», - заявила заместитель генерального директора по правовым вопросам А. Гуляева. «Учредитель лукавит, говоря, что он только издатель. Но в том же договоре с главным редактором сказано – учредитель участвует в формировании редакционной политики через своего представителя с правом решающего голоса. Ничего этого не было бы, если бы представитель ЗАО явился на составление протокола», - отметила начальник отдела контроля (надзора) в сфере массовых коммуникации краевого управления Роскомнадзора Светлана Шардакова. При исследовании материалов дела об административном правонарушении прозвучало, что на составлении протокола в Роскомнадзоре присутствовал главный редактор С. Хлопов. В двух судебных инстанциях никого из журналистов не было. Судья Алексей Полевщиков 2 марта оставил без изменения административное наказание. В дайджесте № 531 ФЗГ рассказывал об оправдательном приговоре при рассмотрении уголовного дела по части 1 статьи 130 УК РФ («Оскорбление»). Жительница Соликамска Оксана Фролова, выступая в судебном заседании, употребила нецензурное слово из пяти букв - как и поэт Алексей Евстратов. Судебно-лингвистическая экспертиза пришла к выводу – имело место неприличное по форме междометие, которое не содержало намерений унизить и оскорбить. «Данное слово употреблено для усиления негативного смысла сказанного, то есть фразы, выражающей возмущение, презрение, раздражение и другие эмоции», - указал 23 июня 2011 года Пермский краевой суд. Статья 130 УК РФ исключена из законодательства. Но правила русского языка остались. Как и судебная практика, лингвистика учит - нецензурное слово не обязательно бывает бранью. Поэт Алексей Евстратов выразился как поэт, усилив эмоции: «Кошки – недоразуменья, люди - подлецы; только кони и собаки молодцы». С такими наблюдениями трудно не согласиться – особенно после наказания за творчество.

Информация Михаила Лобанова (Пермь)                        

 

МАРТ, 2

Илья Варламов

Блогер Илья Варламов, автор одного из самых популярных блогов в «Живом Журнале», обратился в Верховный суд РФ с заявлением о пересмотре отказа во взыскании с АО «Первый канал» 540 000 рублей за нарушение авторских прав на фотографии, пишет РАПСИ. Варламов оспаривает решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2017 года, которое было оставлено в силе апелляционной и кассационной инстанциями. Фотографии, сделанные блогером в Омске, были использованы в сюжете «Первого канала» о плохом состоянии дорог в городе, при этом указывалось авторство Варламова. Суды посчитали, что использование фото осуществлялось в информационных целях и, кроме того, позволило расширить аудиторию «до которой истец хотел довести свое мнение о сложившейся ситуации, и тех зрителей, которые могут реально повлиять на ее исправление». Ранее Варламов неоднократно обращался с подобными исками в суды.

9111.Ру, 2 марта                                          

 

МАРТ, 3

Михаил Кузьмин

Ольга Смирнова

Во Фрунзенском районном суде города Иванова состоялось первое (досудебное) заседание по делу о признании незаконным увольнения журналистов старейшей региональной газеты «Рабочий край». Коллектив редакции, за исключением единиц, был уволен по сокращению перед Новым годом. Сейчас газета выпускается в другом формате и другим коллективом. Как отмечают независимые юристы, при увольнении был допущен ряд несоответствий действующему законодательству. Уволенные журналисты - Михаил Кузьмин и Ольга Смирнова - ожидают восстановления своих прав и возвращения в газету в прежних должностях. Они подали иск к своему бывшему работодателю – МУП «Редакция газеты «Рабочий край». На досудебном заседании судья удовлетворил ходатайства истцов, в том числе и ходатайства об истребовании документов о реформировании газеты. Эти, необходимые для объективного разбирательства, бумаги теперь должны предоставить директор издания и учредители газеты (городская дума и городская администрация). У истцов возникают сомнения, существуют ли какое-то решение учредителей по этому вопросу. Было ли законным такое реформирование старейшего издание и увольнение почти всего коллектива, покажет дальнейший ход судебного процесса.

СЖР, 3 марта                                              

 

МАРТ, 5

Георгий Тихонов

Журналистов Магнитогорска (Челябинская область) обеспокоила судьба бывшего главного редактора «Магнитогорского рабочего» Георгия Тихонова. Заслуженный работник культуры РФ, много лет проработавший в издании, на склоне лет оказался бездомным. 71-летнего пенсионера вышвырнули из квартиры родственники жены, говорят, даже избили, и он пропал. Соцзащита настояла на его розыске. После ориентировки общественной организации «Легион Спас» Тихонов нашелся в городской больнице, в которой пробудет какое-то время, пока чиновники не определятся с интернатом для его дальнейшего проживания. Хотя еще в прошлом, 2017 году, Тихонов принимал поздравления от городского собрания. Но уже плохо выглядел после всего пережитого - смерти жены, дележа квартиры, прессинга коллекторских агентств и двух инсультов. Депутаты отворачивались при виде его, небритого, плохо одетого. «У него нет телефона, нет денег и даже одежды, - говорит руководитель одноименного сайта Павел Верстов. - Не верится, что человек, еще 20 лет тому назад помогавший сотням и тысячам обездоленных земляков добрым словом, журналистской публикацией, административным ресурсом, сегодня перестал быть «нужным» и превратился в бомжа. Стыдно, честное слово». Почему так случилось с заслуженным журналистом, непонятно. Кто-то скажет - судьба, рок, кто-то ухмыльнется, «сам виноват». Но журналисты уверены: так быть не должно. Обещают, что будут следить за дальнейшей судьбой Георгия Михайловича и не оставят его без крова и пищи. Хоть в этом мы можем быть солидарны.

Информация Ирины Гундаревой (Челябинск)               

 

МАРТ, 5

Социальная сеть Telegram

Власти «тюменской матрешки» (области и входящих в ее состав автономных округов – Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого) успешно осваивают новые информационные технологии, в частности недавно образовавшуюся «вселенную» мессенджера Telegram. По сообщению ИА Ura.ru, «нейтрализованы практически все неподконтрольные местным администрациям анонимные телеграм-каналы», которые специализируются на политике: как пишет агентство, «анонимов рассекречивают, советуют молчать». В самой Тюмени «вселенная» сузилась до двух интернет-ресурсов, активно работающих в интересах правительства области – «Повестка» и «Одиночный пикет 2.0». Последнему, в частности, удалось отбить информационную атаку местных сторонников главы ФБК Алексея Навального на тюменского губернатора Владимира Якушева: по данным канала, сведения, собранные о его загородных резиденциях и гостинице для приема высокопоставленных гостей, оказались преувеличенными. В ХМАО неожиданно замолчал самый популярный в округе телеграм-канал «Бабушка-Югра», чьи расследования доставляли много неприятностей окружной власти – обновлений на нем нет уже более полумесяца. По инсайдерской информации, заглушили его до 18 марта не с помощью каких-то неизвестных миру спецсредств, а довольно тривиально: как утверждает достоверный источник, цена молчания – всего 1 млн. рублей. Особенно активно использует власть возможности Telegram на Ямале. В регионе с населением менее 600 тысяч человек каналов, вещающих в этой соцсети, насчитываются более десяти и почти все они занимаются прямым пиаром региональной власти. При этом совсем не слышно единственного на этом сервисе голоса оппозиции – канала «Голос Тундры», выступавшего в защиту коренного населения - оленеводов, недовольных тем, как недропользователи – компании «Сургутнефтегаз», Газпромнефть, Лукойл и др. ведут свои промыслы на их родине. Эксперты полагают, что тотальная «зачистка» в тюменском Telegram – явление временное, предвыборное, и после 18 марта исчезнувшие каналы вернутся в информационное пространство. Хотя со стопроцентной точностью предугадать, что будет после этой даты, могут едва ли даже маститые политпредсказатели.

Информация Георгия Бородянского (Омск)                   

 

МАРТ, 5

Вероника Ильина

Уральским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре расследуется уголовное дело в отношении главного редактора муниципальной газеты «Знамя» Вероники Ильиной, которая обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения»). По мнению коллег, в частности, Интернет-портала «О Сургут», давление силовых структур связано с критическими материалами газеты против городских чиновников. Руководителя СМИ временно освободили от занимаемой должности. Ильина приехала работать редактором газеты 30 ноября 2015 года. Издание на тот момент было в плачевном состоянии и практически прекратило свое существование. С того времени количество авторских материалов выросло более чем на 80 процентов, увеличился объем издания с 16 полос в неделю до 20. У «Знамени» появился свой сайт. Но, как рассказывает редактор, еще 19 декабря ей позвонили следователи и сообщили, что против нее возбуждено уголовное дело. «Одна из моих сотрудниц, устроенная на дополнительные полставки, дала показания, что эти деньги лично передавала мне в руки. Но это полная чушь. Я готова пройти полиграф и доказать, что никаких денег я не брала», - комментирует подозреваемая. По ее версии, сотрудники следственного управления долгое время пытались возбудить против нее уголовное дело, что им и удалось из-за лжесвидетельства одной из ее подчиненных. Также она добавила, что какой-либо поддержки от администрации, которая и пригласила ее на эту должность, оказано не было. И вот теперь журналистка написала обращение на имя главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина, в котором утверждает, что ее обвинили в преступлении, которого она не совершала. «Проработав 30 лет в журналистике, я убедилась на собственном опыте, что следователи могут завести уголовное дело на должностное лицо на основании голого оговора. Не имея даже косвенных доказательств, не попытавшись разобраться в сути и мотивах этого оговора», - говорится в письме Ильиной. ФЗГ следит за развитием событий.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)        

 

МАРТ, 5

Агентство бизнес-новостей

«Деловой Петербург»

«Росбалт»

Роскомнадзор попросил ряд новостных интернет-ресурсов удалить фотографию с надписью «Против Путина», которую накануне нанесли краской на заснеженный лед реки Фонтанки в Санкт-Петербурге сторонники кандидата в президенты РФ Ксении Собчак. Впоследствии в ведомстве пояснили, что размещение фото нарушает прописанный в федеральном законе запрет на ведение предвыборной агитации сетевыми изданиями. Как сообщили РБК в Роскомнадзоре, удалить фотографии с надписью о Путине пришлось Агентству бизнес-новостей, «Деловому Петербургу» и «Росбалту». Перечисленные интернет-СМИ опубликовали изображения с признаками нарушений п. 7 ч. 4 ст. 49 федерального закона 19-ФЗ о новостных материалах, согласно которому сетевым изданиям запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы. Как пояснили в Роскомнадзоре, призыв голосовать за или против кандидата, содержавшийся на фотографии, является предвыборной агитацией. «В территориальную избирательную комиссию были направлены письма со скриншотами нарушений. Редакции вышеуказанных СМИ были проинформированы об этом в рабочем порядке. В настоящий момент редакции СМИ удалили данные изображения», - рассказали в ведомстве. Ранее в понедельник Агентство бизнес-новостей сообщило, что Роскомнадзор направил изданию устную рекомендацию удалить с сайта фотографию с надписью «Против Путина». В ведомстве пояснили, что материал могут расценить как агитацию. При этом в РКН уточнили, что претензии агентству может предъявить только Центризбирком, но штрафовать будет все равно Роскомнадзор. В свою очередь, главный редактор «Росбалта» Николай Ульянов рассказал РБК, что из Роскомнадзора позвонили в редакцию с просьбой удалить фото с надписью на льду. "Действительно, был звонок из Роскомнадзора в питерскую редакцию. Для них [редакции] эта фотография особого значения не имеет, потому что в «книжке» (тексте новости. - Прим. NEWSru.com) то же самое словами написано. И они ее [фотографию] сняли с публикации», - сообщил собеседник агентства. Накануне полиция задержала в Санкт-Петербурге нескольких волонтеров предвыборного штаба Собчак, которые нанесли на лед Фонтанки надпись «Против Путина». Протокол на задержанных составлять не стали, лишь попросив подписать обязательство о явке в отдел. Надпись на льду спустя 15 минут смыли водой из пожарной машины.

Newsru.Com, 5 марта                                           

 

МАРТ, 5

Сайт «Против всех»

Неизвестные взломали официальный сайт кандидата в президенты РФ Ксении Собчак. Злоумышленникам удалось получить доступ к редактированию и публикации новостей. При этом на протяжении некоторого времени с сайта Собчак была переадресация на домен с картинкой с бутылкой минеральной воды и изображением еще одного кандидата - лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Информация о взломе сайта появилась в официальной группе «Собчак против всех» в соцсети «ВКонтакте». Сообщалось, что злоумышленники могут распространять информацию, не соответствующую действительности. «Пожалуйста, имейте это в виду, если увидите на сайте подозрительную информацию», - предупредили в штабе Собчак. Вскоре работа сайта была восстановлена. Отметим, что 2 марта Собчак подала в суд на Жириновского из-за оскорблений в ее адрес в эфире телеканала «Россия-1». Лидер ЛДПР, в свою очередь, как сообщалось, намеревался подать жалобу в Генпрокуратуру на Собчак за то, что она облила его водой во время дебатов. 4 марта, на дне рождения Михаила Горбачева, на выходе из Петровского путевого дворца Алан Дзуцев, стажировавшийся в Мосгордуме, облил Собчак водой с криками «это за Жириновского». Позднее председатель Мосгордумы Алексей Шапошников принес извинения телеведущей из-за этого происшествия. Мосгордума впоследствии аннулировала стажировку нападавшего.

Newsru.Com, 5 марта                                   

 

МАРТ, 5

Сайт издания «Деловой Петербург»

Сайт издания «Деловой Петербург» удалил опубликованную накануне новость о диссертации Владимира Путина, сообщает ЗАКС.Ру. В удаленной новости приводились слова дочери Владимира Литвиненко о том, что диссертацию Владимира Путина якобы написал ее отец, один из сопредседателей петербургского штаба Путина и ректор Горного университета. Главный редактор издания Артемий Смирнов не смог объяснить причины удаления корреспонденту издания, заявив, что находится на совещании. Владимир Литвиненко в сентябре 2017 года подал в суд на издание «Деловой Петербург» и организацию Transperency International  за несколько текстов, в которых рассказывается о  недвижимости Литвиненко.  Общая сумма исковых требований к ответчикам равна 65 миллионам рублей. Позже, 20 февраля, Василеостровский районный суд закрыл судебное заседание по делу об иске  Литвиненко. Представитель Литвиненко заявил ходатайство о проведении заседания в закрытом режиме на том основании, что в деле присутствуют персональные данные Литвиненко. Судебный процесс от публики решили закрыть целиком.

Лениздат, 5 марта                                          

 

МАРТ, 5

СМИ Омска

На заседании комитета по законодательству Омского Заксобрания, где представил ежегодный отчет начальник регионального УМВД Леонид Коломиец, лидер фракции КПРФ Андрей Алехин обратился к нему с давно назревшим вопросом: «Идет активное преследование представителей компартии. Задерживаются наши машины, в том числе, за разрешенную агитацию… А вчера всю Омскую область и весь город Омск «закрыли» выпуском «Народной правды» с агитацией против кандидата в президенты Павла Грудинина». Это издание, у которого нет опознавательных знаков, распространяется, по словам Алехина, через супермаркеты «Холидей», «Магнит» и в других многолюдных местах, что является грубейшим нарушением действующего законодательства. «Сообщения об этой газете поступали также из Нововаршавского, Москаленского, Тюкалинского районов. Это миллионный тираж, но полиция никого не задержала, хотя сегодня везде есть видеокамеры», - заметил депутат. Главный полицейский области ответил обнадеживающе: «По этому делу уже проводится проверка, и виновные обязательно будут задержаны», добавив: «Мы ко всем относимся одинаково – в рамках действующего законодательства». Впрочем, это вызывает большие сомнения: к примеру, 25 января сотрудники полиции пытались изъять в офисе обкома КПРФ информационный бюллетень газеты «Правда», где напечатана программа вывода страны из кризиса под названием  «20 шагов Грудинина». Облизбирком счел ее незаконной агитацией, с чем коммунисты были категорически не согласны, поскольку, пояснил Алехин, законодательство не запрещает рассказывать избирателям о кандидате. В соседнем Новосибирске тираж этого же издания был арестован 19 января – еще до заседания (!) избирательной комиссии, которое его запретило. В Омске стражи порядка пришли за тиражом несколько запоздало: к тому времени он почти весь разошелся по городу. Интересно другое: две недели спустя, 7 февраля 2018 (когда предвыборная агитация официально еще не началась) в почтовые ящики омичей массово разбрасывалась «Домашняя газета» с явно агитационным материалом в поддержку «проверенного» множеством предыдущих компаний кандидата – лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Ни областная избирательная комиссия, ни правоохранительные органы, пишет газета «Красный путь», не обратили внимания на это издание тиражом, как сказано в его выходных данных, «от 50 тысяч экземпляров».

Информация Георгия Бородянского (Омск)

 

МАРТ, 5

Все СМИ

В ФЗГ обратился депутат Совета депутатов муниципального округа Беговой (Москва) Федор Михайлов, сообщивший, что на открытое заседание Совета не были допущены представители прессы. Отказ был мотивирован отсутствием аккредитации, хотя, по словам Михайлова, никакой аккредитации, как и правил аккредитации, при Совете не существует.

 **                                                                      

 

МАРТ, 6

Дмитрий Бондарев

На гендиректора и издателя газеты «АиФ-Урал» Дмитрия Бондарева в центре Екатеринбурга было совершено нападение, когда он выезжал из двора на своей машине. Двое молодых людей поджидали его на улице. «Все произошло на улице Бажова. У нас охраняемый двор, а как только я выехал за шлагбаум, перед машиной появился парень, другой подошел сзади. Они начали бить стекла, а потом убежали. Повреждено лобовое стекло - его придется менять, и сзади остались следы», - рассказал Бондарев корреспонденту информагентства «URA.RU». По словам Дмитрия Бондарева, он не успел рассмотреть лиц нападавших. «Если во второй раз увижу, то не узнаю, ничего примечательного. Не знаю, кто и из-за чего напал. У нас был цикл статей об ОПС «Уралмаш» и «МРСК Урала», только они могли быть недовольными», - добавил Дмитрий. «Мы считаем высказывания Дмитрия Бондарева в адрес компании абсурдными и провокационными, - ответили на обвинения журналиста в пресс-службе «МРСК Урала». - Искренне желаем установить истинных виновников данного инцидента, и уверяем, что журналистская деятельность изданий, принадлежащих ему, у нас беспокойства не вызывает». Сотрудник пресс-группы УМВД по Екатеринбургу Евгений Крюков подтвердил, что 6 марта в отдел полиции № 1 УМВД России по городу Екатеринбургу поступило заявление от Бондарева по факту повреждения его автомобиля. В настоящее время проводится проверка, по результатам которой будет принято соответствующее процессуальное решение.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)      

 

МАРТ, 7

Борис Образцов

В Ленинградском районном суде Калининграда начался процесс по уголовному делу против главного редактора газеты «Тридевятый регион» Бориса Образцова. Его обвиняют в вымогательстве более миллиона рублей у компании, которая занимается разработкой калийно-магниевого месторождения в Багратионовском районе. Якобы журналист требовал деньги, обещая взамен не публиковать «негативные статьи», которые могли подмочить репутацию организации. Сам Образцов вину отрицает; он в очередной раз заявил, что деньги, полученные от компании, должны были пойти на благотворительность. В ходе первого заседания допросили лишь одного свидетеля (который, как оказалось, ничего не знает); второй, так и не дождавшись, когда его позовут, уехал. Корреспондент «Нового Калининграда» рассказывает о том, что происходило на первом заседании по делу Бориса Образцова. Появившаяся блондинка средних лет в шубе потребовала, чтобы все покинули зал судебных заседаний на десять минут. Это была прокурор Ольга Рудненко. Присутствие слушателей и журналистов якобы мешало ей подготовиться к заседанию; еще она сказала, что ей нужно приватно поговорить с обвиняемым и его защитником. Адвокат Образцова Сергей Цесарев ответил, что разговор нужен для «досудебного соглашения или чего-то подобного». Судебное следствие по делу главного редактора «Тридевятого региона» ведет Наталья Беглик. Отвечая на ее вопросы, Борис Образцов рассказал, что, помимо российского гражданства, обладает еще и израильским, что служил в армии, детей и заболеваний у него нет. Одну из свидетельниц, директора газеты «Тридевятый регион» Ирину Целицину, судья попросила зал покинуть. «С большим удовольствием оглашу обвинительное заключение», - начала Ольга Рудненко и рассказала фабулу преступления, в котором обвиняется Борис Образцов. Тот, по версии следствия, «с целью формирования общественного мнения» в 2015 году публиковал в газете статьи о противостоянии населения Нивенского (посёлок в Багратионовском районе) и двух компаний — ООО «Стриктум» и «К-Поташ Сервис», которые занимаются разведкой и разработкой калийно-магниевого месторождения. Публикации Рудненко называла «негативными» и подрывающими репутацию компаний. В них, в частности, говорилось, что разработка месторождения приведет к ухудшению экологической обстановки в районе. Восстанавливая хронологию событий, государственный обвинитель рассказала, что представитель «Стриктума» по фамилии Шайтан в середине 2015 года выходил на связь с Образцовым, требуя объяснить, почему тот очерняет его организацию, и якобы услышал от редактора, что Образцов продолжит и дальше этим заниматься. Затем последовали встречи  сначала с Шайтаном в клубе «Амстердам», где Борис Образцов якобы попросил 1 миллион рублей за прекращение публикаций. Шайтан передал это требование тогдашнему директору «К-Поташ Сервис» Павлу Яковлеву. Затем последовала встреча с еще одним представителем компании по фамилии Сендюков. Ему, по версии обвинения, Образцов заявил, что денег нужно больше - 1 млн 200 тысяч рублей. В итоге договорились на сумму в 1 млн 100 тысяч. Деньги Образцову 14 августа 2016 года передал Сендюков при встрече в клубе «Амстердам»; после этого главного редактора задержали сотрудники ФСБ. Позже в отношении Образцова возбудили уголовное дело по пункту б части 3 статьи 163 УК РФ («Вымогательство в целях получения имущества в особо крупном размере»). Максимальное наказание — от 7 до 15 лет. - Вину признаете? - обратилась судья к обвиняемому. - Ни в коем случае, - сказал Образцов. Главный редактор «Тридевятого региона» утверждал, что инициатором всех встреч с ним были представители «Стриктума» и «К-Поташ Сервис», а речь во время этих встреч шла исключительно о благотворительности. «Это уголовное дело не имеет никакого отношения к реальности. Все вывернуто наизнанку. <…> Не узнаю ни одного из своих действий, указанных в предъявленном обвинении», - заявил Образцов, по словам которого, следствие длилось полтора года. «Экспертиза криво сделана. Следствие сделано абы как», - продолжил Образцов, но его прервали и судья, и прокурор, сказав, что дать показания по материалам дела он сможет позднее. Судебное следствие начали с допроса Константина Терентьева - главы юридического отдела компании «К-Поташ Сервис». Однако вызов его в суд был фактически бессмысленным: Терентьев устроился на работу в компанию летом 2017 года и об истории с вымогательством денег у своего работодателя узнал только из материалов уголовного дела. Ни с кем из фигурантов дела он знаком не был и честно признался, что вряд ли сможет чем-то помочь суду. «Обо всех перипетиях я узнал из материалов уголовного дела», - сказал Терентьев. Несмотря на заявление юриста, Ольга Руденко почему-то зациклилась на вопросе о том, что Терентьев знает о деле. Тут уже вмешалась судья Наталья Беглик, заметив, что Терентьев и так рассказал все, что мог. Допросить директора «Тридевятого региона» Елену Целицину не получилось. Все думали, что она ждет в коридоре, но там ее почему-то не оказалось. Слушатели из числа тех, кто пришел поддержать Бориса Образцова, предположили, что она, наверное, уехала на работу. Это обстоятельство никому не показалось странным. В связи с «неявкой» Целициной в суд заседание перенесли на 12 марта. Обсуждая возможность вызова некоторых свидетелей на следующие заседания, Борис Образцов согласился, что всех фигурантов дела допросить не удастся (и он не против, чтобы их показания просто огласили), потому, что некоторые из них, к примеру, понятые, давно уже живут в Крыму.

«Новый Калининград», 7 марта                             

 

МАРТ, 7

СМИ Волгограда

В Волгограде прокуратура Центрального района занялась проверкой поступивших от журналистов жалоб. Надзорный орган изучит сообщения о задержаниях представителей СМИ 28 января на забастовке избирателей. В пресс-службе прокуратуры Волгоградской области V1.ru подтвердили факт обращения в прокуратуру журналистов. «В прокуратуре Центрального района проводится проверка поступивших жалоб от журналистов Волгограда. Сотрудники прокуратуры изучат их содержание и доводы», - сообщила V1.ru старший помощник прокурора Волгоградской области по взаимодействию со СМИ Оксана Черединина. Некоторых представителей волгоградских изданий уже приглашали в прокуратуру Центрального района для выяснения обстоятельств задержаний, произошедших 28 января на несанкционированном шествии сторонников Алексея Навального. Тогда без объяснения причин в автозак, несмотря на предъявленные удостоверения, затолкали главного редактора и фотографа V1.ru, а также сотрудников редакций «Новости Волгограда», «Федерал Пресс», «Волжский.ру» и оператора информагенства «Высота 102». После этого журналистов больше часа катали по центру Волгограда, а затем доставили в РОВД Центрального района.

V1.ru, 7 марта                                               

 

МАРТ, 7

Газета Григория Явлинского

В 16 часов в Санкт-Петербурге на Софийской улице задержали машину с 760-тысячным тиражом предвыборных газет Григория Явлинского, которая выехала из типографии. Как сообщает руководитель предвыборного штаба в Санкт-Петербурге Светлана Попова, сотрудники ГИБДД предъявили претензии к документам водителя. Его задержали. Документы из типографии в порядке. Штаб пытается выяснить, в каком отделении находится водитель. Туда отправят доверенное лицо Григория Явлинского. «Агитационная работа в Ленинградской области парализована. Нам важно получить тираж обратно, чтобы продолжить кампанию. Но неизвестно, удастся ли это», - говорит Светлана Попова.

«Яблоко», 7 марта                                    

 

МАРТ, 7

Сергей Тихонов

На Сахалине избит корреспондент журнала «Эксперт» Сергей Тихонов. Инцидент произошел в день прилета Сергея Тихонова на остров. На сайте издания сообщается, что после нападения неизвестных спецкор находится в местной больнице, у него диагностировано сотрясение мозга. Как считают в редакции журнала, «есть веские основания связывать нападение и избиение журналиста с осуществлением им своей профессиональной деятельности и исполнением общественного долга». И уточняет: нападение на журналиста связано с выходом статьи «Сахалинский котел-2», в которой рассказывается об уголовных делах против сахалинских чиновников. Это вторая публикация. Первая - «Сахалинский котел» - была написана осенью 2017 года. Редакция напоминает, что нападение на корреспондента - нарушение статьи 49 закона «О СМИ», в которой журналисту гарантируется защита чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества при исполнении служебных обязанностей. «Мы требуем оперативного и тщательного расследования факта нападения на нашего журналиста, и просим журналистское сообщество помочь в осуществлении контроля за расследованием этого нападения», - говорится в сообщении «Эксперта».

 Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)         

 

МАРТ, 10

Юрий Буларга

Журналиста газеты «Рабочая демократия» из Нового Уренгоя (Ямало-Ненецкий автономный округ) Юрия Буларгу задержали полицейские. Повод – публикация в соцсетях фотографии предвыборного баннера кандидата в президенты РФ Владимира Путина, который неизвестные забрызгали краской. Вскоре фото было удалено из аккаунта журналиста, а самого мужчину пригласил на беседу участковый, заявив, что его машину якобы видели около испорченного баннера. «Позже, примерно в 00.30, когда он поехал забирать дочь из кафе, где она заканчивала работу, его остановили сотрудники ППС и сказали, что он находится в розыске, и доставили в отдел полиции, где угрожали заведением дела в связи с испорченным баннером», - отмечает портал ОВД-Инфо. По словам Буларги, в отделе полиции с ним обращались довольно грубо, однако в итоге спустя три часа отпустили без составления протокола. Между тем, по информации сайта «Ведомости Урала», сам журналист полагает, что его задержание, возможно, связано с участием в выступлениях в защиту жителей Нового Уренгоя, лишившихся своего жилья.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)      

 

МАРТ, 12

Олег Альтовский

«Общероссийский народный фронт» (ОНФ) поменял даты и место проведения своего медиафорума: вместо апреля - три дня на стыке февраля и марта (в самый разгар предвыборной кампании), вместо Санкт-Петербурга - Калининград, более близкий по духу участникам мероприятия, большинство из которых приехало из регионов. С 28 февраля по 2 марта 2018 года в Калининграде журналисты, собранные «Фондом поддержки независимых региональных и местных средств массовой информации «Правда и справедливость» (структура ОНФ), не стеснялись демонстрировать свою лояльность лично главе страны, при этом критикуя «отдельные недостатки», особенно в социальной сфере и экономике. Также широко обсуждались препятствия для развития региональной журналистики, сложности с финансированием СМИ (как из бюджета, так и за счет внебюджетных источников), нарушения прав журналистов. Иными словами, пятый по счету форум принципиально не отличался от предыдущих, проходивших в Северной столице. Разве что нарочитое изменение времени и места проведения указывали на важную роль, которую играет данное мероприятие в предвыборной кампании президента Путина. В Кремле стремятся любыми методами снизить вероятность громких выкриков «А король-то голый!», тем более, до выборов. Считается, что ОНФ, который пытается расширить базу поддержки режима среди региональных СМИ, способен выполнить эту задачу. Ажиотаж в связи с фактическим голосованием о доверии вождю сказался не только на оргвопросах, но и на беспрецедентных мерах безопасности. Многократно проверенным и получившим аккредитацию участникам вдруг сообщали об отзыве последней. Кому-то сразу, а кому-то - уже прямо на регистрации при входе. Не все «ненадежные» журналисты готовы об этом публично заявлять, но учредитель калининградской газеты «Новый караван» Олег Альтовский не стал скрывать произошедшее. Оказывается, его пытались не пустить на форум дважды: сначала позвонили накануне, сообщив, об аннуляции пропуска, затем отыграли назад, сославшись на техническую ошибку, но на входе вновь возникли проблемы. После длительного ожидания, звонков в Москву, переговоров с представителями оргкомитета участник пробился-таки в зал. Но редакция не оставляет надежды узнать, не являются ли критические публикации газеты причиной случившегося. Ответа на этот справедливый вопрос пока что не получено.

Информация Романа Захарова (Санкт-Петербург)      

 

МАРТ, 12

Александр Соколов

Бывший журналист РБК Александр Соколов, приговоренный к 3,5 года колонии по делу о создании экстремистской организации, подал прошение об условно-досрочном освобождении, сообщает «Интерфакс». Ходатайство об УДО подано в Тверской суд. Дата рассмотрения прошения Соколова об условно-досрочном освобождении пока не назначена, сообщили агентству в пресс-службе Тверского суда. Александр Соколов был арестован в июле 2015 года по делу об экстремизме, по которому также проходят бывший редактор газеты «Дуэль» Юрий Мухин, а также Валерий Парфенов и Кирилл Барабаш. В августе 2017 года суд приговорил Соколова к 3,5 года колонии. Двое других фигурантов дела - Кирилл Барабаш и Валерий Парфенов - получили по четыре года лишения свободы, еще одному - Юрию Мухину - назначили четыре года условно. Никто из фигурантов дела не признал вину. Соколов связывал уголовное преследование со своей журналистской работой. «Мемориал» признал фигурантов дела политическими заключенными.

Интерфакс, 12 марта                                             

 

МАРТ, 12

Магомед Хазбиев

Сухую голодовку в СИЗО объявил Магомед Хазбиев - последний из редакторов сайта «Ингушетия.ру» (он же «Ингушетия.орг» и «Ингушетияру.орг»), кто не оставил политику, не эмигрировал или не был убит. Мария Климова и Егор Сковорода составили краткую летопись издания и заодно - ингушской оппозиции, чьим главным рупором служил этот трижды заблокированный ресурс. «На протяжении последних двух-трех лет, когда кто-то вступает в конфронтацию с региональной властью, к нему во двор прилетает граната. И нету даже простого осуждения [этих нападений со стороны властей Ингушетии]. А ведь все должны задуматься, как это так получается?» - говорит глава правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов. Он удивляется, что ни федеральная власть, ни руководство республики как будто не замечают этих демонстративных нападений. Получается, «в любой момент у кого-то есть доступ к взрывчатым веществам», рассуждает он. Гранату в дом родителей ингушского оппозиционера Магомеда Хазбиева бросили ночью 8 января. Стоявший во дворе автомобиль полностью сгорел. Хазбиева дома не было - последние три года он жил в Грозном, куда уехал после возбуждения в отношении него уголовного дела. В Чечне оппозиционер находился под государственной защитой, которая была предоставлена ему после покушения, пережитого в 2015 году, рассказывает его брат Мурад Хазбиев. По словам брата, в конце 2017 года Магомед принял решение отказаться от госзащиты и вернуться на родину, но публично об этом не объявлял. «Тогда он еще интервью не давал, но старейшины все знали, друзьям говорили, что Магомед приедет, слухи были. И, видимо, этот слух дошел до кого-то, кто захотел запугать его, чтобы он не приехал», - говорит Мурад. На следующий день после взрыва гранаты возле его дома в Назрани 38-летний Магомед Хазбиев выпустил обращение, в котором рассказал о планах вернуться и обвинил в неудавшемся покушении Увайса Евкурова - младшего брата главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. «Я собираюсь ехать домой и, если будет на то воля Всевышнего, собираюсь дальше продолжать бороться с этой системой, пока они не прекратят похищать и убивать, пока они не прекратят грабить мой народ, мы будем продолжать дальше с ними бороться», - говорит Хазбиев на этом видео, добавляя, что у него «один враг - это враг моего народа, враг Аллаха Евкуров Юнус-Бек Баматгиреевич, поэтому полную ответственность за все, что произойдет со мной, будет нести он». 11 января Хазбиев вернулся в Ингушетию и сразу же был задержан - с января 2015 года он был заочно арестован по обвинению в незаконном обороте оружия (часть 1 статьи 222 УК РФ). Оппозиционера отправили в СИЗО. Уголовное дело возбудили после обыска в доме его родителей, где обнаружили пистолет и гранату. Брат оппозиционера рассказывает, что Магомед бывал в этом доме лишь наездами и останавливался не в той комнате, где, по утверждению силовиков, прятал оружие. «Эти предметы якобы нашли под подушкой на кровати. Сотрудник зашел, прямым ходом подошел к подушке и тут же обнаружил эти предметы. А до этого там гулял целый отряд этих сотрудников», - говорит адвокат Хеда Ибриева. Она замечает, что обыск проводили оперативники Центра «Э», руководители которого сейчас арестованы по обвинению в вымогательстве и пытках задержанных. По словам адвоката, по делу были проведены две дактилоскопические экспертизы: первый эксперт заключил, что отпечатки пальцев на оружии не поддаются идентификации, но «следственные органы этот ответ не устроил, они назначили повторную экспертизу и они нашли эксперта, который заключил, что эти отпечатки принадлежат моему подзащитному». Ходатайство защиты о проведении дополнительной экспертизы удовлетворено не было. Суд и следствие отклонили и все ходатайства о переводе страдающего язвой Хазбиева под домашний арест и его осмотре специалистами, рассказывает Ибриева. «Самой фамилии Хазбиев достаточно для того, чтобы отказать в удовлетворении какого бы то ни было ходатайства. То есть правосудия мы здесь, я так чувствую, не дождемся», - опасается защитница. Ибриева говорит, что Хазбиев был объявлен в федеральный и международный розыск, несмотря на документы, согласно которым он находится под госзащитой в Чеченской Республике. В Грозный, по ее словам, никто из ингушских силовиков так и не приехал. Уже в СИЗО Магомеду Хазбиеву предъявили еще одно обвинение — теперь в оскорблении представителя власти (статья 319 УК РФ). Адвокат оппозиционера полагает, что эти обвинения связаны с его видеообращениями, однако пока неизвестно, какие именно слова и ролики стали причиной возбуждения нового дела. В последнее время Ибриева не может попасть в СИЗО к подзащитному - сотрудник изолятора испортил ей адвокатское удостоверение, а новое получить она еще не успела. В одном из своих видеообращений Хазбиев утверждал, что он покупал у людей из окружения Юнус-Бека Евкурова документы «для секретного пользования» и материалы прослушки, доказывающие причастность руководства Ингушетии к убийствам и похищениям людей. Свои видео оппозиционер публиковал на ютуб-канале Ingushetiyaruorg2010, название которого отсылает к самому известному в республике оппозиционному сайту «Ингушетия.ру». В 2008 году Ingushetiya.ru заблокировали впервые. Ресурс продолжил работу по новому адресу - Ingushetia.org. В 2010-м власти заблокировали и его, и вплоть до очередной блокировки в 2013-м издание существовало уже под третьим названием - Ingushetiyaru.org.

Медиазона, 13 марта                 

 

МАРТ, 12

«Верстов.Инфо»

В Орджоникидзевском районном суде Магнитогорска (Челябинская область) началось рассмотрение иска УМВД по Магнитогорску в адрес ООО «Верстов.Инфо» и еще двух физических лиц. Судья Грачева приняла иск от Управления внутренних дел к рассмотрению. Иск связан с тем, что на сайте verstov.info был опубликован сюжет московских журналистов из программы «Дежурная часть» на канале «Россия 24». Речь в нем шла о подозреваемых в браконьерстве мужчинах, среди которых оказался один из высокопоставленных магнитогорских полицейских. Однако местные полицейские решили оспаривать не сам сюжет, сделанный федеральными журналистами и вышедший на федеральном канале, а правомерность его трансляции на сайте «Верстов.Инфо». По логике правоохранителей, именно трансляция данного сюжета на этом сайте нанесла непоправимый вред чести и достоинству полицейскому ведомству и отдельным его сотрудникам. Видимо, по этой же причине иски о защите чести и достоинства (оцененные, кстати, в 200 000 рублей) предъявили в отношении ООО «Верстов.Инфо» еще два офицера местного УМВД - майор Шуринов и подполковник Куйшибаев. «Не перестаю удивляться какой-то очень специфической логике местных полицейских, - комментирует ситуацию директор ООО «Верстов.Инфо» Павел Верстов. - Они искренне считают, что не пьяные мужики без прав на квадроциклах с ружьями в черте города порочат честь и достоинство полиции, а журналисты, рассказавшие об этом. К тому же не те журналисты, которые поведали об этом на всю страну, а местный сайт, опубликовавший данный федеральный сюжет на своих страницах. Более того, иск предъявлен к ООО «Верстов.Инфо» и к гражданам Азановой и Сахибгарееву, но при этом требование, которое выставляет УМВД в суд: обязать «Магнитогорское информационное агентство» опровергнуть данную информацию. Выходит, что не от ООО «Верстов.Инфо», ни от Азановой, ни от Сахибгареева полицейские вообще ничего не требуют. Я знал, что у людей в головах иногда бывает каша. Но нельзя же эту кашу нести в суд на всеобщее обозрение».

«Верстов.Инфо», 12 марта                               

 

МАРТ, 14

Мессенджер Telegram

Коллективный иск с просьбой признать незаконными действия ФСБ был подан пользователями мессенджера Telegram в Мещанский суд Москвы. 35 истцов выступают против требования спецслужбы предоставить ей ключи для «расшифровки сообщений всех пользователей», передает ТАСС слова адвоката и юриста общественной организации «Роскомсвобода» Саркиса Дарбиняна. Пользователи просят суд обязать ФСБ отозвать свое требование к Telegram Messenger Limited Liability Partnership. «Административные истцы являются пользователями Telegram, активно используют сервис как для переписки с родственниками и друзьями, так и в своей профессиональной деятельности», - рассказал Дарбинян. В требовании ФСБ они видят угрозу безопасности коммуникаций, поскольку доступ к конфиденциальной информации всех пользователей сервиса может получить неограниченный круг лиц. 20 марта Верховный суд рассмотрит иск Telegram Messenger LLP о признании недействующим приказа ФСБ от 19 июля 2016 г. № 432, регламентирующего предоставление сотрудникам службы информации для декодирования сообщений пользователей. В октябре 2017 г. мировой суд признал компанию виновной в отказе предоставить ФСБ ключи для декодирования переписки фигурантов дела о теракте в метро Санкт-Петербурга и оштрафовал ее на 800 000 руб. Районный суд позже признал это решение законным.

Лениздат, 14 марта                                      

 

МАРТ, 14

Информагентство «Взгляд-инфо»

Николай Лыков

Союз журналистов России следит за ситуацией с подачей заместителем председателя Саратовского областного суда Виктором Журавлевым иска о защите чести и взыскании 2 миллионов рублей компенсации за публикации местного информагентства «Взгляд-инфо», сообщил в среду СЖР. Журавлев в иске потребовал взыскать в качестве компенсации морального вреда с учредителя «Взгляд-инфо» - ООО «Медиа мир» 1,5 миллиона рублей и еще 500 тысяч рублей с главного редактора информагентства Николая Лыкова. Также он потребовал опровержения семи публикаций «Взгляд-инфо», вышедших с апреля 2016 года по сентябрь 2017 года. «В Саратове заместитель председателя и член президиума саратовского областного суда Виктор Журавлев подал иск к ИА «"Взгляд-инфо». Оспариваются статьи о возможном конфликте интересов с участием Виктора Журавлева и его детей, работающих в прокуратуре и отделении ЦБ РФ. Союз журналистов России будет следить за развитием ситуации», - говорится в сообщении. Лыков ранее сообщил РИА Новости, что в число публикаций, опровержения которых требует Журавлев, вошли статьи о должностях детей работников правоохранительной и судебной систем области «Папы и старт-апы», «Папа в суде, журавль в небе» и «Юристы могут дать оценку влиянию родственных связей на зампреда облсуда». Согласно заявлению «Взгляд-инфо», эти статьи связаны с возможным конфликтом интересов, поскольку в них утверждается, например, что сын Журавлева работает в прокуратуре, направляющей дела в саратовские суды. По данным ответчика, также порочащими честь и достоинство Журавлев просит признать публикации «литературного мистификатора Дениса Полишинеля, а именно тексты, в которых упоминается персонаж «Витя НДС» – собирательный образ саратовского коррупционера». Во «Взгляд-инфо» расценили иск действующего судьи к СМИ и редактору «беспрецедентным случаем» и назвали его формой цензуры. В июне 2016 года статью «Папы и старт-апы» прокомментировал тогдашний председатель областного суда Василий Тарасов. Он заявил, что «статьи подобного рода выходят в свет накануне либо в период рассмотрения конкретных дел, затрагивающих личные либо бизнес-интересы известных лиц Саратовской области», хотя не исключил случайного совпадения.

РИА Новости, 14 марта; Союз журналистов России, 13 марта     

 

МАРТ, 14

Первый канал

Останкинский суд Москвы в закрытом режиме рассмотрит иск Анатолия Кашпировского к Первому каналу, который показал в юмористическом шоу «Вечерний Ургант» коллаж из его фотографии и изображения кота, передает корреспондент РИА Новости из зала суда. Коллаж был использован в сюжете о «коте-экстрасенсе» из Благовещенска. «Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации будет рассмотрен в закрытом режиме», - решила судья Альбина Хуснетдинова. Как пояснил журналистам представитель ответчика, Кашпировский требует компенсацию в 500 тысяч рублей и опровержения. «В том числе, он просит опровергнуть фразу, что чудо-питомец видит привидений», - сказал юрист. По его словам, основные претензии истца связаны с тем, что в сюжете его назвали экстрасенсом, хотя тот настаивает, что он психотерапевт. Исковые требования на Первом канале не признают. «Мы не сообщали никаких утверждений и фактов. Давайте оспаривать все шутки, которые прозвучали», - добавил юрист. Кашпировский стал широко известен в Советском Союзе благодаря телевидению, на котором он вел передачу «Сеансы здоровья». Во время нескольких телемостов он внушал пациентам во время хирургических операций, что они не испытывают боли. Однако многие ученые и врачи считали, что сеансы психотерапевта вредят здоровью людей, особенно со слабой психикой.

РИА Новости, 14 марта                                   

 

МАРТ, 15

ООО «АктивМедиа»

Александр Пастухов

Денис Кашников

Александр Соснин

Арбитражный суд Пермского края банкротом ООО «АктивМедиа». Выявлены сомнительные сделки с участием бывшего управляющего этим медиахолдингом Тимура Мардера и бизнес-леди Анны Офицеровой, жены бывшего шеф-редактора Александра Григорьева. Зарегистрированный в подмосковном Красногорске индивидуальный предприниматель (ИП) Т. Мардер – выходец из издания LifeNews. Пермский медиахолдинг «АктивМедиа» столичный менеджер возглавлял с 15 сентября 2014 года по 17 июля 2017 года. Новый управляющий, юрист Максим Кутовой, письменно попросил предшественника передать документы, в том числе трудовые книжки работников и сведения о выданных доверенностях. Не помогло. Вступившим в силу решением арбитражного суда Пермского края от 11 декабря 2017 года на Т. Мардера возложена обязанность представить также бухгалтерскую отчетность, договоры с контрагентами и акты выполненных работ (оказанных услуг) по всем договорам ООО «АктивМедиа». Накануне, 1 ноября 2017 года, арбитражный суд ввел в отношении медиахолдинга процедуру наблюдения. Изучение операций по банковским счетам позволило, среди прочего, обнаружить перечисления крупных сумм индивидуальному предпринимателю А. Офицеровой. По данным юриста М. Кутового, дама приходится женой бывшему шеф-редактору «АктивМедиа» А. Григорьеву. Прежде он тоже трудился в LifeNews, прибыл в Пермь в начале 2015 года. Согласно ЕГРЮЛ, А. Офицерова 3 марта 2015 года оформила в местной инспекции ФНС регистрацию в качестве ИП. Уже 13 марта «АктивМедиа» перечислило на ее счет в АО «Альфа-банк» 210 тыс. рублей. До 14 августа 2015 года медиахолдинг заплатил жене шеф-редактора в общей сложности более 1,2 млн рублей. Поскольку бухгалтерские документы у плательщика отсутствуют, обоснованность всех восьми банковских операций вызвала вопросы у нового руководства. На письмо от 25 января 2018 года с просьбой подтвердить правомерность получения денег либо вернуть всю сумму дама не ответила. 12 марта арбитражный суд зарегистрировал иск ООО «АктивМедиа» к ИП Офицеровой на 1,53 млн рублей, из которых 316,5 тыс. рублей – проценты за пользование чужими денежными средствами. Требования кредиторов к пермскому медиахолдингу-банкроту, включенные арбитражным судом в соответствующий реестр, на 15 марта превысили 165 млн рублей. Так, недоимка по налогам и сборам определена в 7,14 млн рублей, задолженности перед ООО «Типографии «Комсомольская правда» и ООО «Пресса» - в 272 тыс. и 116,3 тыс. рублей. В беседе с ФЗГ юрист М. Кутовой не исключил привлечения к субсидиарной ответственности бывшего управляющего Т. Мардера. ФЗГ сообщал, что журналисты Александр Пастухов, Денис Кашников и Александр Соснин вынуждены были судиться с ООО «АктивМедиа» за невыплаченную в 2016 году зарплату. Долги в несколько десятков тысяч рублей до сих пор не погашены – и похожи на безнадежные. 

Информация Михаила Лобанова (Пермь)                 

 

МАРТ, 15

Ольга Горохова

Расследование уголовного дела в отношении экс-руководителя департамента СМИ Краснодарского края, длившееся почти 2 года, завершено и передано в суд. Ольга Горохова обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями по ч.1 ст. 285 УК РФ. В ходе следствия было допрошено более 80 свидетелей, это бывшие и нынешние работники департамента СМИ Краснодарского края, работники издательства «Периодика Кубани». Показательно, собственником этого издательства является родственник бывшего вице-губернатора Краснодарского края Галины Золиной. В настоящее время она является ректором Тимирязевской академии. Как поясняют в пресс-службе Cледственного управления СК РФ по Краснодарскому краю, сроки расследования затянулись из-за проведения финансово-экономической и судебно-технической экспертиз и необходимости допросить большое количество свидетелей. В ходе следственных действий было выделено в отдельное производство уголовное дело в отношении бывшего генерального директора ООО «Газетное издательство «Периодика Кубани» Павла Беличенко, которому также было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ. Но в июле 2016 года было вынесено постановление о прекращении уголовного дела в отношении Беличенко вследствие акта об амнистии. Следователям пришлось перелопатить все теле- и радиопередачи, газетные публикации СМИ, учредителями которых являются администрация края и «Периодика Кубани», на предмет соответствия заключенным с администрацией края контрактам. Несмотря на явно затянувшееся расследование, интерес в медийной среде Кубани к этому делу не угасает.

Информация Галины Ташматовой (Краснодар)

 

МАРТ, 15

Виктор Бармин

Газета «Путинская правда».

В Екатеринбурге координатору местного штаба Алексея Навального Виктору Бармину грозит штраф за выпуск газеты «Путинская правда». Ему об этом сообщили сотрудники полиции, пришедшие в штаб. Протокол в отношении Бармина выписан по части 1 статьи 5.12 КоАП РФ («Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах»). По вменяемой статье ему, как частному лицу, грозит штраф от 1 до 1,5 тысячи рублей. Поводом для составления протокола стала выпущенная екатеринбургским штабом газета «Путинская правда», которую активисты хотели распространить среди горожан. Известно, что эту газету решил издать известный экономист Максим Миронов. По его просьбе был сделан заказ печати газеты в типографии. Однако сразу после выпуска весь тираж был арестован. Теперь Бармина решили оштрафовать за изготовление незаконного агитационного материала.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)         

 

МАРТ, 16

Алексей Кунгуров

Тюменский блогер Алексей Кунгуров, приговоренный за «оправдание терроризма» к двум годам лишения свободы в колонии – поселении, отправлен на днях по этапу в колонию общего режима. Об этом сообщила ФЗГ супруга блогера Асия Байшихина: «Совершенно случайно узнала. Ночью позвонил заключенный из КП-5 (колония в Кургане, где Кунгуров отбывал срок после вынесения приговора – Г.Б.), спросил: «А ты не знаешь, куда Леху дели? Дня четыре назад его выдернули утром, еще пяти часов не было, собраться не дали, увели». Стала выяснять: оказалось, 16 марта его на этап отправили». Тремя днями ранее Курганский областной суд оставил в силе решение городского суда, принятое 18 января сего года – о переводе блогера в колонию общего режима. Как рассказал нам адвокат Алексей Зырянов, формальным основанием для его принятия послужили рапорты сотрудников ИК, по совокупности которых Кунгуров был признан «злостным нарушителем». «Все эти нарушения вымышленные: к примеру, якобы он отказался от «благоустроительных работ», но никаких таких работ в этой колонии не ведется - там нечего благоустраивать, вся территория – песок и камни. Были рапорты от двух заместителей начальника ИК – о том, что Алексей оскорблял их «нецензурной бранью»: это невозможно – он не использует в устной речи ненормативную лексику, никто ее от него никогда не слышал. Еще «нарушение» - во время прогулки, когда содержался в ШИЗО, с кем-то переговаривался. Рапортов составлено много – никакими доказательствами они не подкреплены, но и опровергнуть их невозможно; суды, естественно, верят на слово сотрудникам ИК», - говорит адвокат. В курганской колонии блогер пробыл около года, и, по словам адвоката, почти весь этот срок провел в штрафном изоляторе: «Его помещали туда на 10-15 суток с перерывами в два – три дня, а в последние три с лишним месяца даже на день не выпускали – просто продлевали содержание». Как говорит Алексей Зырянов, процедура этапирования была оформлена на удивление быстро – через два дня после решения суда: обычно бюрократические формальности занимают дней 10. «15 марта мы с ним встречались, и о переводе еще речи не было, а утром 16-го его отправили, предположительно в Нижневартовск», - сообщил Зырянов. До окончания срока лишения свободы, назначенного блогеру, осталось меньше трех месяцев – по приговору он должен выйти на свободу 15 июня с.г. Больше всего его адвокат опасается возбуждения нового уголовного дела: по его сведениям, «следователи опрашивали некоторых известных людей о публичном выступлении Алексея – не содержались ли в нем, по их мнению, высказывания экстремистского характера». Напомним, осужден Алексей Кунгуров за пост в своем блоге «Кого на самом деле бомбят путинские соколы?», в котором критически оценивались действия российских военно-космических сил в Сирии. Лингвистическая экспертиза усмотрела «оправдание терроризма» в предложении «ИГИЛ (запрещенная в России организация) – далеко не самая кровожадная и безбашенная». У Кунгурова – двое несовершеннолетних детей. В июле 2016 года «Мемориал» признал тюменского блогера политическим заключенным.

Информация Георгия Бородянского (Омск)                         

 

МАРТ, 16

Владимир Шевченко

Портал FinNews.ru

Информационное агентство «Шефа»

Деятельность портала о банках FinNews.ru и информационного агентства «Шефа» остановлена после ареста руководителя этих ресурсов Владимира Шевченко по подозрению в вымогательстве. Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга 16 марта 2018 года удовлетворил ходатайство следствия об аресте обвиняемого по статье «Вымогательство в особо крупном размере» (ст. 163 УК РФ, ч. 3, п. «б»). Как полагают в Главном следственном управлении ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Шевченко требовал у АО «Россельхозбанк» 1,2 млн рублей за отсутствие негативных публикаций и позитивную оценку в банковском рейтинге на своих ресурсах. Источник сетевого СМИ «Фонтанка» уточняет, что существует запись встреч журналиста с представителями банка. Это и служит одним из доказательств якобы совершенного преступления. Равно как платежные поручения о перечислении банком стоимости «информационного обслуживание» в адрес юрлица, подконтрольного Шевченко. Также в ходе обыска в его квартире были найдены другие документы, свидетельствующие о получении средств от иных финансовых структур.                         

Информация Романа Захарова (Санкт-Петербург)  

 

МАРТ, 16

Информагентство «URA.RU»

Тюменский активист, бывший член КПРФ, кандидат на пост уполномоченного по правам человека в регионе Юрий Рябцев пытается через полицию и Роскомнадзор надавить на информагентство «URA.RU». Поводом для подачи заявлений в органы стал резонансный материал агентства «Оппозиционеры на зарплате» устроили предвыборный скандал в Тюмени», написанный корреспондентом Игорем Волосиным и опубликованный на сайте 15 марта. Одним из героев публикации был Юрий Рябцев. Опрошенный «URA.RU» политолог Александр Безделов был невысокого мнения об организационных и лидерских качествах оппозиционера. Кроме того, оказалось, что, согласно данным из открытых источников, на момент публикации материала Рябцев числился сторожем, а также платил алименты каждому из своих четырех детей от разных браков. По всей видимости, именно изложение данного мнения вкупе с приведенными фактами и вызвало бурную реакцию тюменца. Уже 16 марта Рябцев подал заявления в полицию и Роскомнадзор. Среди требований заявителя - возбудить административное дело в отношении агентства за разглашение «персональных данных», приостановить работу СМИ на время разбирательств и наложить денежный штраф. Оценку политолога Александра Безделова Рябцев считает клеветой и требует возбудить в его отношении уголовное дело по одноименной статье. Как сообщили в самом агентстве, редакция «URA.RU» оставляет за собой право на юридически адекватный ответ относительно любых обвинений в свой адрес. ФЗГ следит за развитием событий.

 Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)         

 

МАРТ, 18

Малик Бутаев

В Махачкале на избирательном участке № 1072 на освещавшего выборы журналиста «РИА Дербент» Малика Бутаева напал сотрудник Ленинской районной администрации Магомед Магомедрасулов. Малик Бутаев не только осуществлял профессиональную деятельность, он также был зарегистрирован в качестве члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Видео, на котором чиновник с применением нецензурной брани бьет журналиста, обошло уже многие СМИ. При этом слышно, как за избиваемого заступились только женщины, находившиеся рядом. А сотрудник полиции спокойно удаляется вместе с нападавшим, приобняв его за талию. Объяснения чиновника, данные им позже в полиции: он, мол, не знал, что имел дело с журналистом, а ударил его, потому что тот отказался сидеть за столом для наблюдателей и свободно перемещался по УИКу. В этот же день прошла пресс-конференция председателя ЦИК РД Магомеда Дибирова. Среди присутствующих был и пострадавший журналист. Он обратился к главе ЦИКа с просьбой выяснить, является ли ударивший его чиновник вообще членом УИК №1072. Журналисты подтвердили в ходе пресс-конференции, что были и другие инциденты - попытки помешать наблюдателям вести деятельность на местах. Избирком Дагестана в связи с инцидентом обратился в МВД. Как сообщил сам Малик Бутаев, акт административного правонарушения уже составлен полицией, об инциденте известно в администрации главы РД. Журналиста заверили, что правовая оценка случившемуся будет дана.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)          

 

МАРТ, 18

Денис Михнев

Внештатный корреспондент интернет-издания «Кавказ пост» Денис Михнев подвергся нападению крепких молодых людей на избирательном участке №138 в Карачаевске (Карачаево-Черкессия). По словам журналиста, он пытался снимать происходящее на участке, но, несмотря на аккредитацию, ему запретили снимать, отобрали документы, с криками вытолкали за дверь и даже пытались душить. «Минимум 15 крепких ребят без бейджиков сначала отобрали у меня документы, а потом вытолкали за дверь, применяя силу и угрожая разбить камеру», - передал он в редакцию с места события. Прибывшие на место происшествия силовики смогли уладить конфликт. Журналисту вернули документы и извинились. А нарушителей - «крепких ребят» отправили с участка. По сообщениям СМИ, день выборов в республике омрачился серией скандалов: и случаями с массовыми взбросами, и выдворением наблюдателей и журналистов с участков - зачастую без объяснения причин. А работники бюджетных организаций жаловались, что их заставляли делать селфи с бюллетенями, чтобы отчитаться перед руководством о выполнении гражданского долга.

 Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)

 

МАРТ, 18

Владислав Пушкарев

Корреспондента Дождя Владислава Пушкарева удалили с избирательного участка № 97 в Севастополе, объяснив это отсутствием специальной аккредитации. В списке аккредитованных каналов оказались Первый канал, «Россия 1» и другие. Журналист сказал представителям комиссии, что по закону ему достаточно иметь документ из Центризбиркома. Ему ответили, что, если съемочная группа не уйдет из участка, полиция применит силу. Заместитель председателя наблюдательной комиссии Вадим Старчиков в ответ на требование журналиста решить вопрос сказал, что это не в его компетенции. Он добавил, что аккредитацию Центризбиркома можно подделать. На сайте Центризбиркома указано, что представителям СМИ для присутствия в помещениях для голосования нужны подписанная главным редактором заявка на аккредитацию с указанием даты голосования и заверенная главным редактором копия свидетельства о регистрации СМИ. Эти документы нужно подать в Центризбирком, на основе их комиссия выдает аккредитацию. Главный редактор Дождя Александра Перепелова подтвердила, что подписывала документы, необходимые для работы журналисту.

Дождь, 18 марта                                  

 

МАРТ, 18

Наталья Яковлева

Ирина Краевская

В селе Дувановки (Омская область) руководитель участковой избирательной комиссии Юрий Борзило не пустил на избирательный участок журналистов издания «В Омске» Наталью Яковлеву и ее коллегу из газеты «Четверг» Ирину Краевскую. Он же староста деревни, он же управляющий фермы, он же, как поведали сельчане, самый богатый в этом захолустье человек. Журналисты решили не накалять обстановку и поговорить с людьми на улице. Наталья Яковлева рассказала, что снимала давно не работающий магазин, разрушенные дома, разваливающийся клуб, фельдшерско-акушерский пункт, отданный под жилье, бывшую колхозную баню, в которой, как народ жаловался, староста деревни держит собственную скотину, заняв помещение самовольно. К ней подбежал Ю. Борзило и, матерясь, потребовал прекратить съемку. А затем заявил: «Хочешь живой отсюда уйти, убирай камеру!». После этого Борзило ударил журналиста по голове и стал вырывать фотоаппарат. С помощью Ирины Краевской фотоаппарат удалось отстоять. Полицейский, дежуривший на избирательном участке, сообщил, что его компетенция заканчивается за территорией избирательного участка. Прибывший из райцентра заместитель начальника Павлоградского УВД Валерий Бинчев принял заявление о хулиганских действиях и воспрепятствовании профессиональной деятельности журналистов.

В Омске, 19 марта      

 

МАРТ, 18

Татьяна Райс

Во время выборов президента РФ председатель и члены участковой избирательной комиссии в Энгельсе (Саратовская область) попытались задержать редактора ИА «Свободные новости» Татьяну Райс. Как рассказала сотрудница агентства, придя в УИК №1761, она обнаружила, что её нет в списках избирателей. Члены УИК переписали её паспортные данные, внесли в реестр её фамилию и выдали бюллетень. После этого Райс решила выразить свое отношение к выборам тем, что не стала опускать листок в урну, а забрала его с собой, что не запрещено законами РФ. В этот момент дорогу редактору «Свободных новостей» преградил председатель УИК Сергей Скорюков. Вместе с другими членами комиссии он не давал избирателю выйти из помещения. Члены УИК заявили, что не отпустят гражданку, пока та не опустит бюллетень в урну. Один из наблюдателей предположил, что забирая бюллетень сотрудница «Свободных новостей» планирует сфальсифицировать выборы, размножив бюллетень. Также он предложил журналистке сбежать через соседний УИК. Находящиеся в помещении сотрудники полиции в конфликт не вмешивались. Узнав о происшедшем, член Избирательной комиссии Саратовской области Денис Руденко связался с секретарем ИКСО Александром Бурмаком. Тот пообещал разобраться в ситуации. Также Руденко по телефону побеседовал со Скорюковым, который упорствовал в своем мнении. Кроме того, к Татьяне Райс подошел сотрудник ГИБДД, который переписал её паспортные данные «для доклада начальству» и ушел. Вскоре председатель и член УИК извинились перед Татьяной Райс и отпустили её.

ИА «Свободные новости», 18 марта          

 

МАРТ, 19

Александра Богино

Давид Френкель

Судья Дзержинского районного суда Петербурга Ольга Андреева удовлетворила ходатайства адвоката Павла Ясмана, представляющего интересы корреспондентов «Медиазоны» Саши Богино и Давида Френкеля, оштрафованных за «нецензурную брань» в суде, передает корреспондент «Медиазоны» из зала суда. Так, во время апелляции судья разрешила адвокату правозащитного направления «Открытой России» вызвать в суд всех свидетелей: вахтера Лисину, одного полицейского и двоих сотрудников Нацгвардии, присутствовавших при задержании Френкеля и Богино. Кроме того, судья удовлетворила ходатайство о просмотре видео происшествия. В конце января журналисты «Медиазоны» пытались попасть на заседание по избранию меры пресечения фигуранту «пензенского дела» и антифашисту Игорю Шишкину. Судья Дзержинского районного суда Владимир Васюков не пустил Богино и Френкеля в зал, мотивировав решение тем, что суббота — выходной день, а в суде нет достаточного количества приставов, которые могут обеспечить безопасность на заседании. Когда журналисты беспрепятственно прошли через пост, где сотрудница охраны не переписала их паспортные данные, к ним подошли полицейские и объяснили, что суд - это охраняемый объект, на который не допускаются посторонние. Вахтер Лисина во время разговора с корреспондентами сказала, что председатель суда «велел их ни в коем случае не пускать». После этого журналистов задержали и отвезли в суд, который признал их виновным по части 1 статьи 20.1 КоАП («Мелкое хулиганство»). По версии полицейских, корреспонденты грубо нарушили общественный порядок, в 14:15 «толкнув гр. Лисину Л.В. и выражались нецензурной бранью». При этом у обоих журналистов в протоколах о правонарушении были написаны одинаковые обвинения. Позже Совет по правам человека при президенте потребовал проверить законность задержания журналистов «Медиазоны». Согласно постановлению Пленума Верховного суда от декабря 2012 года «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» журналисты имеют право посещать все открытые судебные заседания.

Медиазона, 19 марта                                      

 

МАРТ, 19

Росина Буданс

На Камчатке руководство местной радиостанции «Радио СВ» отстранило от эфира ведущую Росину Буданс после ее критики прошедших выборов президента и голосовавших за Владимира Путина россиян. Об этом сообщает агентство «Камчатка-Информ». В эфире журналист назвала прошедшие выборы «балаганом», а голосующих за «стабильную жизнь в полной энергетических и других ресурсов, стране, где политики строят себе замки за рубежом, а пенсионеры умирают от голода и холода», сравнила с «приматами». «У меня в последнее время все чаще складывается впечатление, что я живу в стране, где 74 процента граждан – это приматы», – сказала радиоведущая. Она также подвергла сомнению законность прошедших выборов, заявив о вбросах бюллетеней на Камчатке. Аудиозапись эфира попала в Сеть и вызвала широкий общественный резонанс. «Радио СВ» уже принесло официальные извинения избирательной комиссии и всем жителям Камчатского края.

Радио Свобода, 21 марта                                 

 

МАРТ, 20

Издание 59.ru

Екатерина Вохмянина

В Перми суд отказал муниципальному тренеру Артуру Зайцеву в иске о защите чести и достоинства к сетевому изданию 59.ru, главному редактору Екатерине Вохмяниной, бизнесменам Андрею Барсукову и Константину Филиппову. Помимо опровержения, истец требовал с ответчиков компенсацию репутационного и морального вреда соответственно в 1 млн рублей и 500 тыс. рублей, возмещение судебных расходов в 100 тыс. рублей. 24-летнему тренеру детской команды «Молот-2009» из МАУДО СДЮШОР «Молот» не понравилась заметка от 19 апреля 2017 года «Мужиков можно воспитывать иначе»: в Перми по жалобе родителей проверяют школу хоккея». Популярный городской портал привел мнения двоих родителей, изменив их имена и фамилии. «Сын говорил мне, что тренер обзывает детей дебилами и тупицами. Я сам слышал, как он матерится на льду. Кроме того, он все их фамилии переделал в прозвища. И ребята копируют все слова Зайцева. Я считаю, мужиков можно воспитывать и по-другому», - сказал «Павел Иванов». Последней каплей этот отец назвал размещенное на странице «Молот-2009» в Instagram видео, на котором игроки из команды-победителя бьют клюшками игроков из проигравшей команды. «Методы Зайцева непедагогичны. Проиграли – заставь их проехать 20 кругов по льду. Зачем их учить бить лежачего? Кто дал право тренеру наказывать детей? Договор это не предусматривает. Отмечу, что сам тренер это называет именно наказанием», - прокомментировал «Павел Иванов» видео, опубликованное и на 59. ru. А. Зайцев расценил претензии родителей как клевету. «По поводу видео – я сам снимал и следил за тем, чтобы никто никого не покалечил. Это способ эмоциональной и физической разгрузки. Видно ведь, что ребятам нравится. Они смеются, прикалываются. А по поводу прозвищ – их давно в хоккее используют», - процитировал интернет-портал доводы А. Зайцева. На основное заседание 20 марта 2018 года в Свердловский районный суд Перми истец и двое его представителей не явились. Судья Виктор Тонких счел присланный А. Зайцевым больничный лист ненадлежащим доказательством невозможности участвовать в процессе. Ответчики А. Барсуков и К. Филиппов подтвердили сведения 59.ru о придуманных тренером прозвищах для их 6-7-летних сыновей и матерной брани с его стороны. Вынесенное судом решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию.

Информация Михаила Лобанова (Пермь)                        

 

МАРТ, 21

Сергей Михайлов

В Москве за неуплату штрафа задержан Сергей Михайлов – учредитель алтайской газеты «Листок», опубликовавшей запись оскорблений губернатора республики Алтай Александра Бердникова в адрес коренных жителей региона. С. Михайлов был доставлен в Управление службы судебных приставов. Вечером его должны отправить в Горно-Алтайск для принудительной доставки в суд по административному делу, связанному с опубликованной записью, сообщил сам С. Михайлов в эфире радиостанции «Эхо Москвы». По его словам, административное преследование началось с подачи А. Бердникова. Как рассказал С. Михайлов, 6 июня редакция «Листка» разместила расшифровку разговора губернатора, предварительно заменив символами буквы в нецензурных выражениях. Однако позже Роскомнадзор посчитал, что журналисты недостаточно замаскировали ругательства. «Губернатор через некоторое время публично извинился (за оскорбления – прим. ЭМ), в блоге опубликовал извинения, но решил, я так понимаю, отомстить, потому что Роскомнадзор в отношении меня как журналиста и учредителя газеты «Листок» составил два протокола о том, что мы недостаточно хорошо замаскировали матерные слова», - рассказал он. Судебное заседание по этому административному делу состоялось в середине августа, когда С. Михайлов находился в Москве. Он не был осведомлен о решении суда, наложившего на учредителя издания два штрафа по 4 тысячи рублей. В конце января, после того как С. Михайлов вернулся из Москвы в Горно-Алтайск, к нему домой пришел пристав и составил два протокола по статье 20.25 КоАП РФ («Уклонение от исполнения административного наказания»). Поскольку С. Михайлов не мог присутствовать на рассмотрении дела из-за отъезда в Москву, он направил в суд своего представителя. Однако Горно-Алтайский мировой судья вынес постановление о принудительном приводе С. Михайлова на заседание. «Сначала они ходили ко мне домой в Горно-Алтайске. Но сегодня я был очень удивлен, когда ко мне в гостиничный номер зашли сотрудники московской службы судебных приставов и сообщили о том, что я задержан по постановлению судьи», - рассказал журналист. С. Михайлов обратил внимание, что расходы на принудительное доставление его в суд в несколько раз превышают сопутствующие издержки.

Эхо Москвы, 21 марта                               

 

МАРТ, 22

Саша Богино

Пристав Дзержинского районного суда Петербурга Иван Лозовский составил административный протокол на корреспондента «Медиазоны» Сашу Богино за текстовую трансляцию с заседания по продлению ареста фигуранту «пензенского дела» Игорю Шишкину. Протокол составили по статье 17.3 КоАП («Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов»). По мнению пристава Лозовского, Богино не исполнила его законное распоряжение и не прекратила вести «интернет-трансляцию», нарушив тем самым правила поведения граждан в здании суда. В протоколе сказано, что журналист нарушила «абзац в п. 2.3, абзац 3; 8 раздела 3.2 правила поведения граждан в здании Дзержинского районного суда». На сайте суда опубликованы правила поведения, утвержденные в 2016 году. Понять, в чем заключается нарушение Богино, не представляется возможным, потому что приведенная в протоколе рубрикация и нумерация частей текста не соответствует структуре документа. В протоколе не разъясняется, что именно подразумевается под фразой «интернет-трансляция», но подобный термин упоминается в пункте 5 статьи 241 УПК (гласность). Согласно этому пункту, трансляция в «информационно-телекоммуникационной сети Интернет» допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. «Трансляция открытого судебного заседания на стадии досудебного производства по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не допускается», - говорится в документе. Ранее перед заседанием сотрудники суда сказали корреспондентам «Медиазоны», что на основании статьи 241 УПК любые трансляции, в том числе текстовые, запрещены. После этого у Богино потребовали отдать ноутбук, но корреспондент отказалась это сделать. Затем приставы выгнали из-зала корреспондента «Медиазоны» Давида Френкеля и Богино. Также пристав запретил Богино присутствовать на оглашении хотя бы в качестве слушателя. После этого у журналистки забрали паспорт и составили в отношении нее протокол об административном правонарушении. Согласно постановлению пленума Верховного суда от 2012 года, журналисты могут вести текстовые трансляции в интернете с открытых судебных заседаний, и это право судья не может ограничить. В марте 2017 года Государственная дума в третьем чтении приняла законопроект о трансляциях судебных заседаний в СМИ и интернете, который вносила поправки в статью 241 УПК. В свою очередь, представитель заместителя председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова говорила «Медиазоне», что этот законопроект не предусматривает ограничений для текстовых трансляций. «По смыслу, придаваемому понятию «трансляция» статьями 241, 257, 259 УПК РФ, под трансляцией понимается передача аудио и/или видеосигнала», - говорила сенатор.

Медиазона, 22 марта                                       

 

МАРТ, 22

Хаджимурад Камалов

Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин посетил Республику Дагестан. В ходе визита он принял решение о передаче расследования уголовного дела об убийстве директора издательства ОАО «Свобода Слова» и учредителя газеты «Черновик» Хаджимурада Камалова в Москву. «По результатам доклада Александр Бастрыкин принял решение о передаче дальнейшего расследования этого уголовного дела опытному следователю главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации»,  сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко. Напомним, Хаджимурад Камалов был убит 5 декабря 2011 года у входа в редакцию газеты «Черновик» в Махачкале. По факту убийства было возбуждено уголовное дело по статьям УК РФ «Убийство» и «Незаконный оборот оружия». По словам родных убитого, расследование велось с пробуксовками и в результате его передали в главное управление СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу. Но и там оно «зависло» на несколько лет, пишет «Черновик». Убийство Хаджимурада Камалова связывали с его профессиональной деятельностью. Еженедельник «Черновик», который стал выходить в 2003 году, считался и до сих пор считается одним из лидеров независимой журналистики Дагестана. В своих материалах журналист Камалов давал оценку социально-политической ситуации в республике. Он также занимался журналистскими расследованиями по фактам исчезновения людей в Дагестане.

Подробности: https://regnum.ru/news/2394933.html

ИА REGNUM, 22 марта                                                   

 

МАРТ, 22

Евгений Сергиенко

В Чите на главного редактора местного филиала газеты «Московский комсомолец» Евгения Сергиенко завели уголовное дело о возбуждении вражды и унижении достоинства группы лиц по признаку национальности. Об этом сообщает «МБХ медиа» со ссылкой на пресс-службу краевого Следственного управления. Дело возбудили по материалам оперативной разработки, которые предоставили сотрудники Центра противодействия экстремизму. По месту жительства и работы Сергиенко прошли обыски, в ходе которых изъяли компьютерную технику. Как пишет издание, дело завели, предположительно, после фотографии журналиста с украинским флагом, которую он разместил в соцсети с подписью «Сегодня я занял одну из господствующих высот и поднял над Читой флаг Украины. Вату трясет от бессильной злобы!».

ОВД Инфо, 22 марта                                       

 

МАРТ, 23

Александр Соколов

Тверской суд Москвы не стал рассматривать ходатайство об условно-досрочном освобождении журналиста РБК Александра Соколова, приговоренного к трем с половиной годам колонии по обвинению в экстремизме. Об этом сообщило РИА Новости. В пресс-службе суда агентству пояснили, что суд не может рассмотреть вопрос об УДО Соколова из-за того, что приговор не приведен в исполнение - журналист по-прежнему находится в следственном изоляторе. Адвокат Соколова Алексей Чернышев сообщил «Медиазоне», что не знает, почему Федеральная служба исполнения наказаний держит его подзащитного в СИЗО уже три месяца с момента вступления приговора в законную силу. Адвокат не исключает, что это делается умышленно, чтобы Соколов не смог подать ходатайство об УДО, на которое давно имеет право, так как отбыл под арестом большую часть срока. Александр Соколов был арестован летом 2015 года. По версии следствия, он и еще трое активистов Валерий Парфенов, Кирилл Барабаш и Юрий Мухин, пытаясь добиться проведения референдума о принятии закона «За ответственную власть», якобы продолжали деятельность признанной экстремистской в 2010 году организации «Армия воли народа». Правозащитный центр «Мемориал» признал всех четверых политзаключенными.

Радио Свобода, 23 марта                                       

 

МАРТ, 24

Константин Филин

В Волоколамске (Московская область) задержаны направлявшиеся на митинг против свалки активисты и журналист газеты «Подмосковное самоуправление» Константин Филин. Задержание полицейские мотивировали необходимостью установить личности. Константин Филин: рассказал Business FM: «Вышли из автобуса, тут же к нам подошло около десяти сотрудников полиции. Нас попросили для проверки документов проследовать в ОВД прямо напротив мэрии, мы из окон сейчас видим митинг. При этом у меня было редакционное задание и бейдж журналиста газеты «Подмосковное самоуправление», но меня все равно забрали, забрали и активистов». Позднее задержанных отпустили.

ОВД-Инфо, 24 марта; BFM.Ru, 24 марта               

 

МАРТ, 26

Владислав Рязанцев

Суд вынес приговор по делу об избиении журналиста. Журналист интернет-СМИ «Кавказский узел» Владислав Рязанцев был избит в Ростове-на-Дону 10 января 2017 года на площади у здания правительства области. Четверых нападавших вскоре задержали, трое из них, как считает следствие, являются членами запрещенной в России экстремистской организации Misanthropic Division. Как заявил гособвинитель в ходе прения сторон, следствие сочло доказанным вину подсудимых в избиении Рязанцева из чувства идеологической ненависти и из хулиганских побуждений. Владислав Рязанцев многие годы был одним из лидеров движения «Левый блок», а запрещенная в России экстремистская организация Misanthropic Division – правого толка. Сразу после нападения ответственность за преступление взяли на себя «русские национал-социалисты», которые заявили, что это было «воспитательной работой» в отместку за «активную публичную деятельность» Рязанцева. Руководитель этой националистической организации Роман Железнов руководил акцией из-за границы: уже несколько лет он живёт на Украине и даже служил в батальоне «Азов». Ростовские студенты, исполнители «акции устрашения», познакомились с Железновым через социальные сети. В тот день, 10 января 2017 года, один из них, Руслан Павлюк, через соцсети предложил Рязанцеву встретиться якобы для обсуждения важных вопросов, волнующих молодежную аудиторию. Поскольку ничто не предвещало криминальной развязки, Рязанцев взял с собой «на прогулку» жену. Однако Павлюк пришёл на встречу не один, а с «группой товарищей». Мирно беседуя, компания дошла до сквера и площади возле ростовского «белого дома» - правительства области. Именно здесь, в людном месте, трое новых знакомцев неожиданно напала на Рязанцева, а четвертый в это время удерживал его жену. На крики о помощи сбежались прохожие, а нападавшие предпочли скрыться с места происшествия с максимально доступной им скоростью. А уже через несколько дней в соцсетях появилось видео нападения на Рязанцева - его выложили сами участники акции. Прокурор попросил суд назначить Руслану Павлюку наказание в виде 4,5 года колонии общего режима, ему также инкриминировано участие в деятельности экстремистской организации (ч.2 ст. 282.2 УК РФ) и вовлечение людей в ее деятельность (ч.1.1 ст. 282.2 УК РФ). Андрею Безуглову – три года и восемь месяцев колонии. Третьему, несовершеннолетнему подсудимому, прокурор попросил назначить два года и один месяц условно. Самое легкое наказание гособвинитель запросил для Александра Вишнякова - 300 часов исправительных работ. Все, кроме Безуглова, признали свою вину и раскаялись в содеянном. Сам потерпевший Рязанцев настаивал на переквалификации дела со ст. 116 УК РФ («Побои») на ст. 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»), так как он в последние годы занимается не политической, а только журналистской деятельностью. Однако следствие такое требование Рязанцева и его адвоката сочло необоснованным. 26 марта суд вынес приговор: Павлюку назначено наказание в виде 3 лет и 6 месяцев колонии общего режима, Безуглову – 3 года и 8 месяцев, Вешнякову – 300 часов исправительных работ. Несовершеннолетний участник нападения получил 1 год и 7 месяцев колонии условно.

Информация Анны Лебедевой (Ростов-на-Дону)            

 

МАРТ, 26

Александр Соколов

Журналиста РБК Александра Соколова и Кирилла Барабаша, фигурантов дела «Армии воли народа», этапировали из СИЗО. Об этом ОВД-Инфо сообщили мать Соколова Наталья. 22 марта Тверской районный суд Москвы отказался рассматривать ходатайство Соколова об условно-досрочном освобождении, так как приговор еще не был приведен в исполнение. Журналист все еще находился в СИЗО. 10 августа 2017 года суд признал виновными в организации деятельности экстремистской организации бывшего главного редактора газеты «Дуэль» Юрия Мухина, журналиста РБК Александра Соколова, а также двух других фигурантов дела - Валерия Парфенова и Кирилла Барабаша. Мухину дали 4 года условно, Парфенову и Барабашу срок позже был снижен до 3 лет и 10 месяцев лишения свободы в колонии общего режима, Соколову - 3 года и 6 месяцев колонии общего режима. Кроме того, Барабаша лишили звания подполковника запаса вооруженных сил России. Соколов считает, что преследование против него связано с журналистской деятельностью. Он был арестован через несколько недель после публикации расследований о коррупции при строительстве космодрома «Восточный». По версии следствия, в рамках деятельности ИГПР «ЗОВ» фигуранты дела фактически продолжили деятельность запрещенной «Армии воли народа» (АВН), «активно занимаясь политической деятельностью, позиционируя себя в качестве оппозиционно настроенных лиц к органам государственной власти РФ». Причиной для признания АВН экстремистской организацией стала листовка «Ты избрал - тебе судить», которая призывала оценивать работу властей на всенародных референдумах.

ОВД-Инфо, 30 марта                                             

 

МАРТ, 26

Вячеслав Филогриевский

Магаданский областной суд восстановил на работе Вячеслава Филогриевского. Он приступил к своим обязанностям шеф-редактора на главном городском телеканале «МТК». ФЗГ в ноябре прошлого года сообщал, что Филогриевский, 8 лет проработавший на канале, уволен из магаданской телекомпании, причем без предварительного уведомления, да еще и «по статье». Причина увольнения - недовольство мэра Магадана Юрия Гришана сюжетами Филогриевского и высказываниями журналиста на его личном блоге на Youtube. Вячеслав добился через суд отмены приказа об увольнении и подал еще один иск, на восстановление в должности и получение компенсации. Теперь он восстановлен и получит компенсацию за вынужденный отдых в связи с неправомерным увольнением. Вячеслав Филогриевский известен как ярый критик деятельности градоначальника Магадана и его команды. На своем Youtube-канале он выпустил уже целую серию роликов о деятельности муниципальных чиновников. Свой оппозиционный блог он не собирается закрывать и после восстановления на прежнем месте работы.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)         

 

МАРТ, 27

Роман Сущенко

В Мосгорсуде начались слушания дела украинского журналиста Романа Сущенко, задержанного в российской столице 30 сентября 2016 года. ФСБ подозревает его в шпионаже в пользу Украины. По данным ведомства, Сущенко «целенаправленно собирал составляющие государственную тайну сведения о деятельности Вооруженных сил и войск Национальной гвардии России, утечка которых за рубеж могла нанести ущерб обороноспособности государства». ФСБ утверждает, что Сущенко работал на Главное управление разведки Минобороны Украины. Согласно ст. 276-й УК РФ («Шпионаж»), ему грозит наказание вплоть до 20 лет лишения свободы. Агентство «Укринформ», где Сущенко работал с 2002 года, а с 2010-го был собственным корреспондентом издания во Франции, утверждает, что в день задержания он навещал родственников в Москве и был в отпуске. Сам журналист обвинения в шпионаже отвергает. Заседание в Мосгорсуде открыла коллегия из трех судей - Фисенко, Музыченко и Абазова. Обвинение представлял начальник отдела гособвинителей Генпрокуратуры Антипов, интересы Романа Сущенко защищает адвокат Марк Фейгин. Сначала суд установил личность подсудимого. Сущенко рассказал, что родился в городе Черкассы, но был зарегистрирован в Париже. Журналист подтвердил, что у него высшее образование, он состоит в браке и имеет двоих детей, один из которых несовершеннолетний. Судья уточнил, не привлекался ли Сущенко ранее к уголовной ответственности. «Не привлекался, ваша честь», - ответил он. Поскольку в восьми из двенадцати томов уголовного дела содержатся данные под грифом «совершенно секретно», судьи приняли решение далее проводить заседания в закрытом режиме. Из зала суда попросили выйти не только журналистов, но и украинского консула Геннадия Брескаленко. Предполагалось, что он сможет выступать общественным защитником наравне с адвокатом Фейгиным. По решению суда арест Сущенко продлили на шесть месяцев. Адвокат Марк Фейгин пояснил корреспонденту DW, что слушания продлятся, скорее всего, весь апрель. Ранее Фейгин, комментируя уголовное дело, говорил, что обвинение в шпионаже построено на несущественных эпизодах. По его словам, все «сводится к двум эпизодам общения Сущенко с одним и тем же человеком, а также эпизодическому общению в интернете». Журналист Роман Сущенко находится под арестом в московском СИЗО «Лефортово» с октября 2016 года. За это время ему разрешили три свидания с женой. В СИЗО же он узнал о смерти своего отца.

DW,27 марта                                                 

 

МАРТ, 27

Журнал «Компаньон magazine»

Светлана Федотова

В Перми журнал «Компаньон magazine» и председатель его редакционного совета Светлана Федотова стали ответчиками за публикацию о советском времени. Надежда Широкова, вдова народного художника СССР Евгения Широкова (1931-2017), через суд потребовала опровержения прошлогодней заметки. В журнальных выпусках № 1 – № 3 напечатана статья С. Федотовой «Три «О», посвященная 100-летию не изученного, по мнению некоторых экспертов, «экспрессивного символиста» из Перми Петра Оборина (1917-2005). Среди иллюстраций дана репродукция наиболее известного его творения – «Первый успех» (1954). Картина украшала обложку журнала «Огонек», издавалась 300-тысячным тиражом на почтовой открытке и была помещена в постоянную экспозицию Пермской художественной галереи, напомнила автор. «Другой пермский художник Евгений Широков всю жизнь пытался перепрыгнуть «Первый успех» Оборина, но его известность была «пожиже»: портрет балерины Надежды Павловой тоже вышел на обложке журнала, но «Юности», тиражом значительно меньшим, одну из его работ – портрет Астафьева – взяли в Третьяковскую галерею, но не в постоянную экспозицию, а в запасники… Зато Широков всех победил материальным успехом и регалиями – тут ему не было равных, однако к искусству это имеет отношение очень опосредованное», - написала журналистка С. Федотова. Помимо данного фрагмента, истица Н. Широкова сочла умалением чести и достоинства своего покойного мужа еще несколько фраз. В том числе - о том, что Е. Широков был главным пермским специалистом по портретам Ленина, которые «стоили дороже всего». А также о том, что все пермские художники были во власти бессменного председателя художественного совета Е. Широкова – и в тот момент прославленный художник П. Оборин «оказался на обочине жизни», он «очень бедствовал». Выступая 21 марта на предварительном заседании в Свердловском районном суде Перми, Н. Широкова назвала статью заказной. «Федотову мы не видели, не слышали, не знаем. В статье нет ни одного слова правды», - заявила истица. «Я 20 лет работаю в этом направлении. У меня – огромное количество интервью художников о том времени. Это мое оценочное суждение. Цель – показать жизнь и творчество Петра Оборина, а не унизить Евгения Широкова. Я защищаю общественные интересы знать о том времени», - пояснила ответчик С. Федотова. По ходатайству истицы к материалам гражданского дела были приобщены выводы большого жюри по информационным спорам краевой организации Союза журналистов России. Усмотрев в публикации «Три «О» суждения «негативного характера», большое жюри решило довести свое мнение до журналистского сообщества. С. Федотова уведомила суд, что считает пермское большое жюри нелегетимным органом и написала об этом в Москву, в центральный аппарат СЖР. Судья Юлия Чернышева назначила продолжение предварительных слушаний на 2 апреля, предложив истице Н. Широковой сформулировать исковые требования в соответствии с законом.

Информация Михаила Лобанова (Пермь)                    

 

МАРТ, 28

Илья Варламов

Блогера Илью Варламова задержали в центре Москвы в районе Милютинского переулка. Он рассказал, что около часа его «продержали» в Федеральной службе охраны, запретили пользоваться телефоном и забрали документы. Блогер отметил, что затем прибыли полицейские и отвезли его в ОВД. «Давал интервью, стоял на улице, никого не трогал, и в самый разгар, минут через пять, подошли три сотрудника в форме, которые попросили сначала выключить телефон, а потом в довольно грубой форме задержали до выяснения обстоятельств и увели в одно из зданий», - рассказал блогер РБК. Варламов добавил, что ему не дали позвонить адвокату, «чтобы не усугублять положение». Он отметил, что ему не предъявили обвинения и, ничего не объясняя, усадили в машину. В ОВД ему сказали, чтобы он «дал объяснения», но Варламов сказал, что не будет ничего объяснять без своего адвоката. Блогер сообщил, что позднее его отпустили. После этого сотрудники ОВД извинились перед ним, отдали ему паспорт и разрешили уйти. В ОВД по Мещанскому району подтвердили РБК, что Варламов находился у них и что его отпустят после беседы. В полиции пояснили, что внимание правоохранительных органов привлекло его поведение.

РБК, 28 марта                                               

 

МАРТ, 28

Дарья Комарова

По сообщению сетевого издания 7Х7 (Сыктывкар), после выборов началось преследование журналиста Радио Свобода Дарьи Комаровой. Начались непонятные телефонные звонки, «звонившие говорили, что они из полиции и приглашали «на разговор», ссылаясь на то, что якобы ее отпечатки пальцев где-то когда-то с чем-то совпали. А когда их просишь прислать повестку, они этого не делают, только угрожают, что объявят в федеральный розыск», - сообщает издание.

7Х7, 28 марта                                                   

 

МАРТ, 29

Газета «Новые колеса»

В Калининграде неизвестные люди изъяли из торговых точек свежий номер газеты «Новые колеса». История странная, но версии о том, что это было и с чем это могло быть связано, у редакции имеются. Исполняющий обязанности главного редактора издания Юрий Грозмани сообщил: «29 марта вышел очередной номер газеты «Новые колеса». Он поступил в розничную сеть и начал продаваться, но после обеда газеты стали из киосков исчезать. Поэтому в пятницу с утра все сотрудники газеты вышли в город, стали беседовать и встречаться с киоскерами, что же произошло на самом деле? Киоскеры были исключительно напуганы, не шли на контакт, и только лишь несколько человек признались в том, что к ним стали приезжать какие-то люди, которые показывали документы (но киоскеры не могли сказать, что это были за документы) и стали изымать все оставшиеся от продажи «Новые колеса». Как я узнал, уже киоскерам лично потом начали звонить менеджеры фирмы, которые занимаются поставкой газеты и давали команду убрать газету под прилавок и покупателям говорить, что газеты кончились. Предположений у нас несколько. Самый ударный материал был расположен на первой полосе газеты - о трагической судьбе калининградца, которого 4 марта сотрудники ФСБ арестовали, долго пытали и после этого определили его в одну из камер СИЗО, где Закамский восьмого числа «покончил» жизнь самоубийством. Якобы покончил, потому что есть версия о том, что он был просто убит. Но, наверное, самым главным было то, что во время суда по определению меры пресечения пришли вот те самые сотрудники, которые подвергали его пыткам. Неравнодушные люди, которые присутствовали на этом заседании, сфотографировали их, и мы разместили их фотографии, написали «запомните эти лица». Издатель и главный редактор газеты «Новые колеса» Игорь Рудников находится под следствием. В середине февраля изданию было вынесено два предупреждения со стороны Роскомнадзора. Как объясняют в редакции, за статьи, посвященные ситуации с Рудниковым. В одной, по мнению ведомства, была разглашена тайна следствия, во второй - описывались порядки в СИЗО «Лефортово», где он содержится. «Новые колеса» - газета с неоднозначной репутацией. Но если изъятие тиража действительно имело место, это недопустимо, заявил Business FM председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев.

BFM.Ru, 31 марта                                               

 

МАРТ, 29

Евгения Балтатарова

Главного редактора интернет-журнала «Республика» Евгению Балтатарову утром задержали и оштрафовали за призывы в социальных сетях выйти на митинг против мэра Улан-Удэ. Об этом она пишет у себя на странице в фейсбуке. Балтатарова рассказала, что власти города дважды отказывали в согласовании акции. Это указано в постановлении суда. Журналистка заявила, что публикациями пыталась привлечь внимание к проблеме. Свою вину она не признала. Советский районный суд Улан-Удэ оштрафовал Балтатарову на 30 тысяч рублей по статье о проведении публичного мероприятия без подачи уведомления (ч. 2 ст. 20.2 КоАП). Главред пишет, что прокурор настаивал на административном аресте, чтобы она не смогла провести акцию.

ОВД-Инфо, 29 марта                                         

 

МАРТ, 28

Игорь Рудников

Басманный суд Москвы продлил арест главному редактору газеты «Новые колёса» Игорю Рудникову. Он останется в СИЗО ещё на три месяца. По данным картотеки, ходатайство поступило 22 марта. Судья Дударь посчитал обоснованным дальнейшее содержание под стражей. Срок ареста Игоря Рудникова истекал 1 апреля. Экс-депутата и журналиста задержали 1 ноября. Его обвиняют в вымогательстве 50 тысяч долларов у руководителя регионального управления СКР Виктора Леденёва. Спустя месяц его этапировали в СИЗО Лефортовской тюрьмы в Москве.

Калининград.Ru, 28 марта                          

 

МАРТ, 28

Александр Захаров

В Калининграде в квартире журналиста газеты «Новые колеса» Александра Захарова прошёл обыск. Об этом «Русскому Западу» рассказал сам Александр Захаров. «Подняли, как говорится, с постели. Приходили следователь по особо важным делам из Санкт-Петербурга, два сотрудника спецслужб и два понятых. Изъяли два компьютера и взяли подписку о неразглашении», - рассказал корреспонденту Александр Захаров. На вопрос, с чем связан обыск, Александр ответил так: «Сказали, что с журналистской деятельностью, и вызвали на допрос». Напомним, 1 ноября 2017 года при многочисленных свидетелях сотрудники ФСБ задержали главного редактора газеты «Новые колёса» Игоря Рудникова. С 3 ноября 2017 года по постановлению Центрального районного суда Калининграда он находится под стражей до 1 января 2018 года. Его обвиняют в вымогательстве 50 000 долларов США у руководителя следственного управления СК РФ по Калининградской области Виктора Леденёва. Рудников категорически отрицает выдвинутые обвинения, называя их провокацией. 21 декабря 2017 года Басманный районный суд города Москва продлил Игорю Рудникову содержание под стражей до 1 апреля 2018 года.

ИА Русский Запад, 28 марта                  

 

МАРТ, 28

Сергей Аристов

Ночью в Пугачеве (Саратовская область) кто-то разбил шесть пластиковых окон первого этажа в доме, где проживают мать журналиста Сергея Аристова, его сестра, двое несовершеннолетних детей и он сам с женой. Приехавшие по вызову сотрудники полиции составили протокол. Возбуждено дело, которое находится на контроле у начальника МО МВД России «Пугачевский». Сам журналист связывает нападение со своей деятельностью, в частности, с рядом критических публикаций, касающихся высокопоставленных чиновников администрации Пугачевского района и некоторых депутатов Саратовской областной Думы. «У меня под подозрением все, кто был, мягко говоря, недоволен тем, что «Пугачевское время» пишет правду и доносит ее до читателей. Опротестовать через суд, судя по всему, побоялись, поэтому решили действовать в духе уличной шпаны, - заявил журналист, отметив, что последние критические материалы касались деятельности депутата облдумы Павла Артемова, начальника отдела жилищно-коммунальной политики, транспорта и связи Николая Чернобука и главы района Михаила Садчикова. - Если была это попытка запугать сотрудников газеты, заявляю открыто - бесполезно. Мы как делали свою работу, так и будем продолжать ее делать - честно, бескомпромиссно, без оглядки на должности и звания».

Саратов 24, 28 марта                                        

 

МАРТ, 29

Мария Шерстюкова

Корреспондента Федерального агентства новостей Марию Шерстюкову избили в Кемерове. Неизвестные разбили девушке лицо, после чего скрылись с места происшествия. По словам самой журналистки, сразу после нападения она обратилась в местное отделение полиции и в больницу. Марии Шерстюковой понадобилась медицинская помощь - она испытывала сильные головные боли. Сотрудники правоохранительных органов приступили к поискам злоумышленников, передает ФАН. Между тем, причины случившегося, а также вероятные мотивы нападавших не уточняются.

Комсомольская правда, 29 марта                          

 

МАРТ, 30

Портал gay.ru

Роскомнадзор внес портал gay.ru в реестр запрещенных сайтов по решению Алтайского районного суда Хакасии. Об этом сообщила администрация ресурса. Сотрудники портала рассказали, что получили «стандартное письмо» от Роскомнадзора 29 марта. В нем содержалось требование удалить с сайта gay.ru находящуюся в свободном доступе информацию, «пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения». Если в течение суток ресурс не проинформирует надзорный орган о принятых мерах, доступ к нему будет заблокирован. Судя по опубликованному на сайте документу, нарушающим закон признан весь портал в целом, а не отдельные страницы. Решение суда по порталу gay.ru было вынесено в ноябре 2017 года Алтайским районным судом Республики Хакасия в селе Белый Яр. Заявление подал прокурор Алтайского района «в интересах неопределенного круга лиц». При этом в решении судьи О.М. Квасновой название портала никак не фигурирует: вместо указателя адреса в сети прописана фраза «Интернет-ресурс: <данные изъяты>/».

Лента.Ру, 30 марта                                  

 

МАРТ, 30

Сайт «ГолосИслама.Ру»

В начале 2016 года на сайте «ГолосИслама.Ру» появилось несколько статей на актуальные общественно-политические темы: война в Сирии, жизнь российских переселенцев в Турции, отношение к России за рубежом. Одна из них была перепечаткой с сайта Русской службы BBC. Материалы носили критический характер и обсуждались пользователями сайта. Среди комментариев оказалась и провокационная запись, призывающая к вооруженной борьбе с врагом. Интересно, что ее автор больше не проявлял никакой активности на сайте - видимо, его целью было только спровоцировать реакцию надзорных органов. В начале февраля внезапно выяснилось, что сайт заблокирован на территории России. Владелец сайта «ГолосИслама.Ру» Дмитрий Черноморченко направил письма с требованием объяснить причину блокировки хостинговой компании, крупнейшим российским провайдерам, Генпрокуратуре и Роскомнадзору. Ни от кого ответа по существу он не получил. После того, как Дмитрий при поддержке юристов Центра защиты прав СМИ обратился в мае 2016 года в Таганский районный суд Москвы, выяснилась причина блокировки. Оказывается, в феврале Генпрокуратура России обратилась в Роскомнадзор с требованием ограничить доступ к материалам «ГолосИслама.Ру». Прокуроры посчитали экстремистскими не только комментарий, но и статьи (одна из них – публикация Русской службы BBC – до сих пор находится в открытом доступе на сайте этого СМИ). Роскомнадзор заблокировал сайт, но уведомление его владельцу не отправил, хотя по ФЗ «Об информации...» обязан был это сделать. На суде представитель ведомства объяснит это «техническим сбоем». Для разблокировки сайта Дмитрий был вынужден удалить публикации, хотя с их обозначением как экстремистских он, как подчеркивает сам, категорически не согласен. Доступ к «ГолосИслама.Ру» был восстановлен большинством провайдеров в начале июля 2016 года. А крупнейший оператор связи страны Ростелеком по непонятной причине разблокировал сайт только в ноябре. В ходе суда представители истца заявили ходатайство о проведении комплексной психолого-лингвистической экспертизы по текстам спорных публикаций. Это помогло бы определить, являются ли они в действительности экстремистскими или нет. Однако судья отказал в ходатайстве, не объяснив причины. Суд не признал требования Генпрокуратуры и действия Роскомнадзора незаконными. Не помогли и жалобы в Мосгорсуд и Верховный суд РФ, которые были поданы в 2017 году. 28 февраля этого года обращение Дмитрия Черноморченко было отправлено в ЕСПЧ. В нем говорится, что действия государственных органов по отношению к заявителю были незаконными. Во-первых, владелец сайта долгое время не знал, по какой причине заблокирован его интернет-ресурс, а значит, не мог удалить спорную информацию. Во-вторых, даже если представить, что претензии Генпрокуратуры оправданы, не было необходимости в блокировке сайта целиком. Наконец, действия ведомств не только ограничили свободу выражения мнения, но и нанесли владельцу интернет-ресурса ущерб: сайт не индексировался поисковыми системами, не транслировал публикации рекламодателей, потерял аудиторию и т.д. Сам Дмитрий уверен, что история с полной блокировкой сайта на пять месяцев – не случайность. Он полагает, что таким способом государство ограничивает распространение контента с критикой деятельности российских властей.

Информация Романа Жолудя (Воронеж)                

 

МАРТ, 30

Сайт «СеверПост»

Глава администрации Мурманска Андрей Сысоев подал в Октябрьский суд иск о защите чести и достоинства и взыскании морального вреда к руководству сайта «СеверПост». Помимо самого СМИ, ответчиком по иску является Юлия Бродникова - соседка Андрея Сысоева по даче. Это связано с тем, что отправной точкой появления иска стало её высказывание, которое было опубликовано в «СеверПост» в материале под заголовком «Соседи Сысоева просят защиты у Президента». В тексте рассказывалось, как инициативная группа людей, проживающих в дачном партнёрстве «Кола», жаловалась на самоуправство председателя дачного некоммерческого партнёрства, который установил шлагбаум для проезда на территорию. Тогда Юлия Бродникова рассказала, что «большинство судебных решений не в пользу ТСН (товарищества собственников недвижимости), так как председателем ДНП был подключен административный ресурс в лице главы администрации города Мурманска, который также проживает в посёлке, и даже входит в правление, не являясь собственником земельного участка, хотя это идёт вразрез с уставом дачного некоммерческого партнёрства». Именно эту цитату сити менеджер Мурманска Андрей Сысоев посчитал порочащими сведениями, и требует через суд опровергнуть её, а также взыскать компенсацию морального вреда. Это не первое обращение городских властей на данный интернет ресурс.

Информация Александра Борисова (Мурманск)                    

 

МАРТ, 30

Издание «Примечания»

В Симеизе (Крым) корреспондент «Примечаний» готовил репортаж о проблемах поселка, где после возведения элитного 13-этажного дома возникли проблемы с доступом на пляж. Журналист, прогулявшись и пообщавшись с местными жителями, собрался уезжать из Симеиза, но дорогу с пляжа «Башмак» перегородил уазик с нарядом милиции. Сотрудник Гасанов в невежливой форме требовал от журналиста пройти с ними и отдать телефон. На разъяснения, что задерживать и опрашивать журналиста тот права не имеет, и кроме того, с ним вообще отказываются общаться на основании 51 статьи Конституции РФ, Гасанов не отреагировал. Только после того, как послышались крики «Оборотни в погонях, отпустите журналиста», корреспонденту удалось покинуть окрестности пляжа «Башмак».

Примечания, 30 марта                                           

 

МАРТ, 30

Ольга Исакова

В ФЗГ поступила информация об избиении журналиста в Смоленске. На корреспондента смоленского издания «Никольское кольцо» напали прямо в редакции. Происшествие случилось ещё 13 февраля. Около полудня журналист находилась в редакции одна, когда в кабинет вошла агрессивно настроенная женщина и спросила, где ей найти Ольгу Исакову. Корреспондент, сидевшая за столом, ответила, что это она. Тогда посетительница подошла к рабочему месту Ольги и стала кричать на неё, сопровождая свое недовольство нецензурной бранью. Оказалось, женщина была недовольна статьей, которую написала журналист. Ольга пыталась наладить диалог с неизвестной и потянулась за нужным номером газеты, в этот момент по её голове посыпались удары. «Она ударила меня по голове и лицу несколько раз, продолжая что-то кричать. Я позвала на помощь бухгалтера нашей организации, которая находилась в соседнем кабинете», - рассказала пострадавшая. Коллега Ольги вошла в кабинет вместе с бухгалтером фирмы, которая располагается с их редакцией на одном этаже. В этот момент напавшая била корреспондента уже тяжелой сумкой. Что находилось внутри – неизвестно. Вошедшим женщинам удалось немного успокоить разгневанную посетительницу, после чего та ушла. «Я спустилась в уборную, чтобы умыть лицо, так как у меня шла кровь. Затем вернулась в кабинет и села за стол, бухгалтер пыталась меня успокоить», - говорит журналист. В этот момент напавшая женщина снова появилась на пороге редакции. Она стала двигаться в сторону Ольги, вновь поливая её нецензурной бранью. На защиту корреспондента встала её знакомая, после чего дебоширка ушла. Находясь в шоковом состоянии, журналист поехала домой. Там её состояние ухудшилось, и она отправилась в травмпункт, а затем и в полицию. На больничном Ольга находилась 25 дней, у неё диагностированы сотрясение мозга и ушибы. Проводится проверка, ожидается процессуальное решение о возбуждении уголовного дела либо его отказе.

I.Ru, 30 марта; Keytown, 1 апр                          

 

МАРТ, 30

«Znak.com»

Елена Мизулина обратилась в Генеральную прокуратуру по факту распространения «заведомо ложной информации» информационным агентством «Znak. com» и Алексеем Навальным. Об этом сообщается на персональном сайте самого сенатора. Речь идет о фрагменте телепередачи «Вечер с Владимиром Соловьевым», вышедшей в эфир 27 марта на канале «Россия 1». Тогда, в ходе ток-шоу, посвященного кемеровской трагедии, Мизулина заявила, что «хотела бы высказать слова соболезнования… Путину», для которого события в городе стали «ударом в спину». Слова сенатора вызвали возмущение общественности, удивленной неуместностью адресата соболезнований. Ролик с фрагментом ее выступления быстро обрел популярность в сети. По его следам в интернете появилась составленная юристом Романом Лукичевым, проживающим в Свердловской области, петиция, призывающая сложить полномочия с сенатора. Всего за пару дней ее подписало более 12 тысяч человек. Именно в распространении этого видео Мизулина обвиняет екатеринбургское издание и оппозиционного политика. «Цитату… о президенте Российской Федерации вырезали из полного видео, чтобы удалить первую часть…, в которой были высказаны глубокие соболезнованиями родственникам погибших в Кемерово», - подчеркивается в официальном заявлении на сайте Мизулиной. Действительно, ее выступление, которым открывался эфир, содержит слова соболезнования в адрес родственников. Лишь после обращения к родственникам сенатор решила обратиться к президенту с пламенной речью (в ней член верхней палаты назвала главу государства «духовным воином», который делает «невероятные вещи», защищая страну на внешней арене, одновременно проводя внутри страны «реформы невероятной силы»). Но поскольку автор ролика, исказившего контекст высказывания, до сих пор не установлен, по мнению Мизулиной к ответственности должны быть призваны его распространители, в действиях которых она усматривает «признаки уголовно-наказуемых деяний», предусмотренных статьями: 128 («Клевета»), 282 («Возбуждение ненависти») и 319 («Оскорбление представителя власти»). Несмотря на то, что ролик был опубликован в YouTube с полу-анонимного аккаунта и позже многократно был процитирован почти всеми национальными СМИ, из распространителей в заявлении сенатора поименно упоминаются только Алексей Навальный и агентство «Znak.com». Информации об ответных действиях прокуратуры пока не поступало.

ОВД-Инфо, 30 марта                                             

 

МАРТ, 31

Александр Балашов

Центральный районный суд Кемерово назначил 5 суток ареста фотографу Александру Балашову, который снимал 27 марта акцию протеста, стихийно собравшуюся у места трагедии - сгоревшего двумя днями ранее торгового центра. Как сообщает сайт Медиазона, фотограф был задержан сотрудниками ГУ МВД через 4 дня после митинга, когда шел на работу. Правоохранители доставили его в отделение полиции, где он узнал, что в отношении него возбуждены два дела об административном правонарушении – по статьям «неповиновении распоряжению представителя власти» (ст. 19.3 КоАП) и «мелкое хулиганство» (ст. 20.1 КоАП). Как выяснилось, протоколы были составлены на основании рапортов трех стражей порядка, по утверждению которых Александр Балашов «пытался сломать ограждение» (из чего следует, что он - человек недюжинной силы, хотя и не отличается богатырским телосложением) и «ругался нецензурной бранью» (что, глядя на его фото, тоже трудно представить). По версии самого Александра, все обстояло несколько иначе: утром 27 марта площадь Советов (на которой кемеровчане накануне в соцсетях договорились собраться) оказалась перекрытой со всех сторон: за ограду людей пропускали только по пропускам. Фотограф и его товарищ, вместе с ним прибывший на акцию, подошли к одному из полицейских, и спросили, на каком основании выставлено ограждение. Также Александр попросил человека в полицейской форме представиться. Пока шли препирательства, под напором граждан, стоявших сзади, оцепление было прорвано. Вероятно, правоохранительным органам надо было найти виновных в том, что им не удалось сдержать ярость народа, и решили таковым назначить фотографа.

 Информация Георгия Бородянского (Омск) 

 

МАРТ, 31

Виталий Шахназаров

В Иркутской области избит  директор интернет-канала «Шелехов News» Виталий Шахназаров. Вот пояснение самого Шахназарова: «Это было 31 марта, примерно в 22:30. Ходил в магазин купить корм коту. Возле подъезда, пока искал ключи, сзади подбежали двое. Сбили с ног, отобрали телефон, обшарили карманы. Забрали зачем-то паспорт, в нем еще лежал СНИЛС. Деньги выкинули обратно. Пока пинали по голове, слышал слова: «Бей этого журналюгу недоделанного». Потерял сознание, когда пришел в себя - вызвал полицию, где просидел до шести утра». В ОМВД по Шелеховскому району была вызвана скорая помощь. Медики наложили четыре шва на пробитую голову Виталия Шахназарова и зафиксировали многочисленные гематомы. Также было диагностировано сотрясение головного мозга. Издание Бабр24 сообщает о возможных причины нападения. Первая – в середине марта Виталием Шахназаровым была достигнута договоренность с провайдером «Дом.ru» о замене в сетке вещания на 22-м канале кабельного телевидения ТК «Шелехов ТВ-Альпари» на «Шелехов News». Вторая – Шахназаров в начале прошедшей недели приступил к съемкам документального фильма о финансовых скандалах фирм семьи губернатора Сергея Левченко. В частности, о банкротстве по искам ООО «КапиталИнвестСтрой» дочери губернатора Татьяны Мордуевой и начале процедуры банкротства в отношении Андрея Левченко, сына губернатора и депутата Заксобрания Иркутской области по списку КПРФ. Но это лишь возможные предположения избитого журналиста. Разобраться и найти злоумышленников предстоит органам правопорядка. Тем не менее, Виталий Шахназаров заявил, что любые попытки его запугать – от кого бы они не исходили – приведут к обратному эффекту.

Бабр24, 1 апр                                                   

 

Получено от корреспондентов:

31, 33, 32, 28, 24, 23, 27, 40, 18, 29, 34, 10,

21, 45, 30, 27, 23, 8, 17, 7, 15, 32, 27, 58,

23, 27, 25, 50, 38, 42, 22, 30, 20, 48, 35, 34                                                          

36, 19, 35, 31, 38, 29, 17, 35, 39, 30, 31, 36

30, 34, 28, 35, 52, 39, 25, 34, 46, 40, 36, 30

33, 34, 31, 36, 27, 31, 21, 32, 18, 30; 23, 25

16, 32, 16, 18, 35, 23, 28, 38, 29, 12, 35, 21                               

25, 22, 34, 32, 25, 28, 25, 37, 31, 37, 30, 26                                                   - 37

38, 26, 37, 27, 21, 37, 10, 34, 24, 30, 39, 29                                              

31, 34, 35, 25, 24, 12, 35, 24, 40, 31, 31, 24

30, 21, 39, 43, 17, 12, 24, 42, 28, 27, 26, 33

31, 35

 

КРОМЕ ТОГО, из др. источников (прессы, «самотеком»):

103, 102, 121, 126, 97, 76, 84, 103, 87, 159, 187, 89,

107, 110, 111, 146, 112, 94, 118, 97, 126, 126, 105, 131,

111, 135, 158, 90, 108, 88, 87, 107, 107, 130, 93, 134                                        

82, 122, 147, 117, 106, 113,121, 109, 134, 153, 114, 142

89, 104, 169, 142, 105, 104, 98, 127, 97, 110, 147, 220

86, 114, 188, 115, 147, 83, 103, 128, 115, 160; 108, 116

102, 111, 121, 121, 81, 96, 131, 122, 97, 123, 103, 110                                                   

104, 162, 85, 85, 88, 78, 85, 124, 169, 125, 95, 106                                         - 73

93, 91, 133, 128, 135, 84, 139, 111, 111, 87, 98, 82

58, 81, 112, 124, 110, 119, 96, 112, 116, 89, 105, 105

64, 78, 143, 108, 96, 95, 65, 71, 93, 141, 100, 112

102, 85

 

Всего:

134, 135, 153, 154, 121, 99, 111, 143, 105, 199, 221, 99,

128, 155, 141, 173, 135, 102, 135, 104, 141, 158, 132, 189,

134, 162, 183, 140, 146, 130, 109, 137, 127, 178, 128, 168                                 

118, 141, 182, 148, 142, 142, 138, 144, 170, 183, 145, 178

119, 138, 197, 177, 157, 143, 123, 161, 143, 150, 183, 250

119, 148, 219, 151, 174, 114, 124, 160, 133, 190; 131, 141

118, 143, 137, 131, 116, 119, 159, 160, 126, 135, 138, 131                                                              

129, 184, 119, 117, 113, 106, 110, 161, 200, 162, 125, 132                           - 110

131, 117, 170, 155, 156, 121, 149, 145, 135, 117, 137, 111

89, 115, 147, 149, 134, 131, 131, 136, 156, 120, 136, 129

94, 99, 182, 151, 113, 107, 89, 113, 121, 168, 126, 145

133, 120

 


Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни