Результаты мониторинга
31 Января 2018 года

Результаты мониторинга ФЗГ за январь 2018 года

Конфликты, зафиксированные ФЗГ в течение ЯНВАРЯ 2018 года на территории РФ.

Случаи гибели журналистов   ().

Пропавшие без вести ().

Нападения на журналистов и блогеров 1 (съемочная группа «Ревизорро», в Нижнем Новгороде).

Нападения на редакции, телецентры   ()

Попытки цензуры2 (портал «Наукоград-Пресс», Новосибирская область; сайт Russiangate, Москва).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 3 (медиагруппа «Общественное мнение», Саратов; телеканал «Дождь», Москва; Александр Валов, главный редактор «БлогСочи», Краснодарский край).

Увольнение редактора, журналиста – 3 (Виталий Поляков, журналист телекомпании «Афонтово», Красноярск; Александрина Елагина, главный редактор сайта Russiangate, Москва; Андрей Стрельников, редактор газеты «Капитал-weekly», Пермь).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 15 (Лариса Шеремет, журналист «АИФ-Нижнее Поволжье», Волгоград; Сергей Кагермазов, журналист издания MR7, Санкт-Петербург; съемочная группа телеканала «Россия-1», в Челябинской области; съемочная группа телеканала France 2, в Челябинской области; Александр Валов, главный редактор «БлогСочи», Краснодарский край; Николай Смуров, главный редактор портала V1.ru, и Алексей Волхонский, фотокорреспондент V1.ru, оба – Волгоград; В Вячеслав Ященко, корреспондент «Кавказского узла», Волгоград; Ярослав Малых, корреспондент «ФедералПресс», Волгоград; Екатерина Герасимова, журналист Волжский.ру, Волгоград; Руслан Герасимов, редактор сайта «Новости Волгограда.ру», Волгоград; Дарья Комарова, журналист «Idel.Реалии», Чебоксары; Аресений Лупин, журналист Радио Свобода, Санкт-Петербург; Александра Богино и Давид Френкель, корреспонденты «Медиазоны», Санкт-Петербург; Дмитрий Низовцев, ведущий канала «Навальный Live», Москва; Кира Ярмыш и Руслан Шаведдинов, ведущие эфира «Навальный Live», Москва).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 1 (Дмитрий Шевченко, пресс-секретарь Экологической Вахты по Северному Кавказу, Краснодар).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 12

на сумму 40 650 000 рублей

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 11

       удовлетворено – 4

       взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

       500 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 44

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений   ()

Отказ от печатания (распространения) СМИ2 (газета «Арзамасские вести», Нижегородская область; газета «Правда», в Иркутске). 

Отключение от эфира, прекращение вещания1 (телеканал «Красная линия», в Тверской области).

Прекращение выхода СМИ 2 (телепрограмма «Кстати, о погоде», Новосибирск; сайт Russiangate, Москва).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 3 (газета «Правда», в Новосибирске; газета «Правда», в Бурятии; газета «Правда», в Ульяновской области).

Препятствование выходу СМИ -  ().

Препятствование деятельности интернет-изданий1 (сайт Russiangate, Москва).

Вмешательство в деятельность редакции - 1 (газета «Новые известия», Москва).

Выход изданий-двойников  ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 2 (видеокамера Грэма Филипса, независимого журналиста, Москва; Moloko Plus, компьютеры Павла Никулина, главного редактора издания Moloko, Москва).

Отказ в регистрации СМИ -  ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) -  ().

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 24

 

ЯНВАРЬ, 1

Вячеслав Прудников

Следственный комитет забрал у полиции дело о вооруженном нападении на журналиста – корреспондента издания Кавказский узел в Ростовской области Вячеслава Прудникова. Нападение произошло 21 ноября. Неизвестный несколько раз выстрелил в Прудникова со словами: «ты достал уже писать про власть». Ранение было тяжелое. Журналиста прооперировали. Однако дело было возбуждено по статье умышленное причинение легкого вреда здоровью. 30 декабря с журналистом встречались следователи, задавали вопросы о том, как все происходило, пытались составить фоторобот стрелявшего. О подозреваемых пока ничего не говорили, рассказал сам Прудников.

 

Эхо Москвы, 1 янв                                                       

 

ЯНВАРЬ, 4

Евгений Гайворонский

По сообщению издания «Примечания» (Крым), застройщик из Гаспры Дмитрий Тюкаев, угрожавший корреспонденту «Примечаний» смертью (см. монитор за октябрь 2016 года), похоже, сменил тактику – теперь журналиста хотят сделать соучастником уголовного преступления. Пока сам девелопер уехал для «алиби» на Байкал, его ялтинские соратники предлагают корреспонденту деньги за «инсценировку покушения». Первое предложение инсценировать нападение на себя поступило журналисту «Примечаний» Евгению Гайворонскому во второй половине декабря. Молодые ялтинские спортсмены сообщили ему, что директор ООО «Ливадия Эстейт» Дмитрий Тюкаев дает деньги на нанесение журналисту телесных повреждений и уничтожение смартфона Евгения. Молодые люди, которых часто видят исполняющими «деликатные» поручения г-на Тюкаева, в приватной беседе сказали, что брать грех на душу и избивать журналиста всерьез они не хотят. И предложили инсценировать нападение, сделав несколько постановочных фото, а затем поделить деньги. Аргументировали они это тем, что у Тюкаева кругом друзья, правоохранительные органы его преследованием заниматься не будут. А благодаря их плану и Тюкаев будет доволен, что его обидчик избит, и журналист в реальности не пострадает. Однако последовал отказ от участия в афере и заявление, поданное Евгением Гайворонским в УВД. 4 января 2018 года соратники Тюкаева попробовали реанимировать свой план. Странный мужчина со странных номеров +7 978 123 45 67 (этот номер в интернете рекламируется как телефон симферопольского фотографа) несколько раз позвонил корреспонденту «Примечаний» с угрозами. «Я взял на тебя заказ. И деньги уже взял. Но бить тебя не хочу мне понравились твои статьи. Ты напиши заметку, что тебя возле дома избили. А я тебе за это 2-3 тысячи рублей дам. Прими мое предложение, иначе тебе продолжит угрожать серьезная опасность», - несколько раз в течение дня говорил незнакомец журналисту по телефону. Соответствующее заявление также было сразу подано журналистом в УМВД России по городу Ялте.

Примечания, 5 янв     

                                

ЯНВАРЬ, 4, 10

Портал «В курсе. Ру»

В разгар новогодних праздников 4 января сетевое издание «В курсе. Ру» сообщило: «Приносим извинения Чуркину Олегу Владимировичу». 10 января над текстом появился заголовок: «Опровержение». Так завершился судебный спор с участием бывшего начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю О. Чуркина. Напомним, подконтрольный депутату Госдумы РФ от «Единой России» Дмитрию Скриванову интернет-портал «В курсе. ру» 7 сентября 2017 года известил, что накануне в Перми при получении взятки с поличным задержан начальник краевого управления ГИБДД О. Чуркин. Анонимную новость со ссылкой на портал распространили другие СМИ. Через несколько часов сетевое издание удалило текст и разместило другой: «Ранее «В курсе. Ру» сообщил о возможном задержании в Перми посредника, через которого якобы была передана взятка начальнику краевого управления ГИБДД Олегу Чуркину. ГУ МВД России по Пермскому краю эту информацию опровергает. - Сегодня в ряде СМИ распространена информация о том, что один из руководителей подразделения ГУ МВД России по Пермскому краю задержан за совершение преступления. ГУ МВД России по Пермскому краю официально заявляет, что данная информация не соответствует действительности, - сообщает пресс-служба ведомства». Через неделю О. Чуркин и полиция обратились в Свердловский районный суд Перми с исками о защите чести, достоинства, деловой репутации. В предварительное заседание 17 ноября представитель ответчика Светлана Долишняя принесла письменный отзыв. Из документа следует, что в сетевом издании «В курсе. Ру» присутствует только второй материал. В качестве доказательства к отзыву был приложен нотариально удостоверенный протокол осмотра интернет-портала от 16 ноября. «Как видно из размещенного материала, ответчик опровергает слухи о задержании Чуркина. Какие-либо сведения об истце, носящие порочащий характер, в спорном материале отсутствуют», - заявила юрист С. Долишняя. При этом представитель ответчика высказалась за подготовку мирового соглашения. 27 декабря судья Джамиля Кочегарова утвердила его условия. ООО «Онлайн-Медиа», которое является редакцией сетевого издания, обязалось опубликовать опровержение и извиниться. Истцы подтвердили, что не имеют претензий к должностным лицам ООО «Онлайн-Медиа» и главному редактору «В курсе. Ру» Владиславу Павленко. Адвокат Андрей Харин, защищающий интересы Олега Чуркина, в беседе с ФЗГ объяснил такое внимание к уже отсутствующему тексту. «Дезинформация была обнародована накануне визита президента Владимира Путина, посетившего Пермь 8 сентября - за два дня до выборов губернатора, и была расценена как провокация», - сказал адвокат.

Информация Михаила Лобанова (Пермь)             

 

ЯНВАРЬ, 5

Владимир Арсентьев

В Солнечногорский городской суд Московской области на заседание к журналисту газеты региональных правозащитных организаций «За права человека» Владимиру Арсентьеву не пускают защитника и слушателей. Об этом ОВД-Инфо сообщил Андрей Орел. Машину Арсентьева днем ранее остановили сотрудники ДПС. По словам его жены, они заявили, что журналист не имеет права на управление машиной, несмотря на то, что жена могла ее повести. Затем сотрудники вызвали эвакуатор и сказали отдать им ключи от автомобиля. «Он просил написать ходатайство, но его задержали якобы за сопротивление полиции и отвезли в отдел», - говорит Андрей Орел. Арсентьеву вменяется статья 19.3 КоАП - неповиновение сотруднику полиции, сообщил Андрей Орел. Всего на судебное заседание не пускают около 7 человек.

ОВД Инфо, 5 янв                                  

 

ЯНВАРЬ, 7

Олег Паньков

Журналист и депутат городской думы Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) Олег Паньков вошел в социальную сеть «Одноклассники» и получил «подарок» в виде надписи, что его аккаунт заблокирован. Чтобы узнать, в чем дело, он обратился в службу поддержки сети и получил такой вот ответ: «Чтобы с вашим профилем все было в порядке, пожалуйста, не нарушайте пункт 7.4.6 действующего Лицензионного Соглашения, иначе нам придётся заблокировать ваш профиль, и его нельзя будет уже восстановить. Мы восстановили доступ к вашему профилю и желаем приятного общения на нашем сайте!». В чем крамольном Олег Паньков был замечен, «блюстители нравственности» ему так и не сказали. Информацию, которую Паньков размещает в «Одноклассниках», он дублирует в других соцсетях - Фейсбуке и ВКонтакте. Но из этих сетей ему ни разу не поступало никаких замечаний по поводу размещенного контента. Олег предполагает, что «блюстителям» не понравилось, как скептически пользователи сети оценили перспективы антикоррупционной реформы в России.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)  

 

ЯНВАРЬ, 9

Медиагруппа «Общественное мнение»

Саратовская медиагруппа «Общественное мнение» направила письмо в Генпрокуратуру после возбуждения дела о клевете (часть 2 статьи 128 УК РФ) из-за публикаций о депутате областной думы Андрее Беликове и его транспортном бизнесе, сообщается на сайте группы. По информации медиагруппы, дело завели в конце декабря 2017 года. Речь идет о новости «Депутат Беликов уличен в картельном сговоре по вопросу парковки у Привокзальной площади» и статье информагентства «Бизнес-вектор» «Саратовский облдеп Андрей Беликов банкротит приватизированное им Ершовское АТП». Парламентарий считает, что информация, изложенная в публикациях, недостоверна и порочит его репутацию. В сообщении говорится, что перед возбуждением дела в рамках доследственной проверки у редакции не потребовали сведений или материалов, подтверждающих, что опубликованная информация не соответствует действительности. Кроме того, следователи не взяли объяснения с членов редакции. FreeNews-Volga пишет, что в 2017 году сразу несколько бизнесменов признались в картельном сговоре с Беликовым как главой предприятия «Автокомбинат-2». При этом в «ОМ» подчеркивают, что после визита замгенпрокурора Сергея Зайцева и жалоб на «Автокомбинат-2» в компании прошла выемка документов. По информации медиагруппы, заявители жаловались на картельные соглашения с Беликовым и недобросовестную конкуренцию. «На наш взгляд, имеются все признаки личной заинтересованности неизвестных нам сотрудников полиции в привлечении к уголовной ответственности журналистов нашего СМИ. Также мы расцениваем данные действия в качестве возможного акта мести со стороны упомянутого депутата, поскольку его деятельность, наконец, стала объектом серьезного внимания со стороны правоохранительных и надзорных органов. Равно как попытку расправиться с неугодными СМИ, посредством депутатского статуса и возможных коррупционных связей в органах МВД, запугать, предупредить дальнейшие расследования нарушений в транспортной сфере региона», - пишет «ОМ».

Общественное мнение, 9 янв                      

 

ЯНВАРЬ, 9

Дмитрий Шевченко

Поздно вечером 28 декабря в Краснодаре было совершено нападение на группу активистов Экологической Вахты по Северному Кавказу. Инцидент произошёл, когда группа вернулась с общественной инспекции окрестностей села Криница возле Геленджика, где началось строительство некоего объекта, похожего на винодельческое шато. Это строительство ведется без каких-либо разрешительных документов на территории государственного лесного фонда, притом владельцы «имения» даже не оформили аренду лесного участка. На месте событий у экологов произошёл конфликт с охранниками объекта, которые требовали удалить отснятый фотоматериал. Камера видеонаблюдения на доме, возле которого произошёл инцидент в Краснодаре, зафиксировала появление трёх молодых людей в светлых спортивных костюмах и трико. Как только активисты вышли из машины, к ним подбежали нападавшие и прыснули в лицо перцовым газом Андрею Рудомахе, журналисту интернет-издания «Свободные медиа» Вере Холодной и водителю Виктору Чирикову. Один из нападавших стал избивать Рудомаху руками и ногами, повалив его на землю. Руководитель Экологической Вахты был госпитализирован с переломом носа и серьёзной черепно-мозговой травмой. Нападавшие забрали из машины папку с документами общественной экологической экспертизы, компьютеры, фото и видеотехнику. 9 января Андрей Рудомаха получил на адрес личной электронной почты письмо, в котором было его фото после избиения и текст: «На Кубани не место людям, скрытно исповедующим сатанистские вероучения, использующим иностранные деньги для разрушения России, прикрываясь защитой экологии. Вам безопаснее уехать». В названии электронной почты, с которой была выслана анонимка, использовано словосочетание «смерть Рудомахе». С того же электронного адреса в тот же день пришло аналогичное письмо пресс-секретарю Экологической вахты по Северному Кавказу Дмитрию Шевченко. «Прихвостней Рудомахи вон из страны. Вам лучше уехать, Дмитрий», - говорится в подписи на фотографии Шевченко, которую он получил в письме. В связи с угрозами адвокат потерпевших Алексей Аванесян обратился в правоохранительные органы с заявлением о необходимости предоставить охрану руководителям Эковахты.

Информация Анны Лебедевой (Ростов-на-Дону)    

 

ЯНВАРЬ, 10

Александр Плющев

Мещанский суд Москвы опубликовал персональные данные журналиста «Эха Москвы» Александра Плющева в результате технического сбоя. Об этом говорится в ответе, который Плющев получил из квалификационной коллегии судей Москвы. В ответе коллегии журналисту объяснили, что неполадки устранены, но за публикацию личных данных не извинились. Домашний адрес Плющева оказался доступен в документах по иску, который он подал против ФСБ из-за требования расшифровывать переписку пользователей мессенджеров. Иск был отклонен, но Плющев выяснил, что в Мещанском суде публикуют адреса и других заявителей. Плющев также пожаловался в прокуратуру и Роскомнадзор, но от них ответа пока не было. «Сами подумайте, вот, например, судят кого-то за репост картинки экстремистской. А подсудимый такой: ваша честь, это был технический сбой, сейчас неполадки устранены! И судья тут же: что же вы сразу не сказали, гражданин подсудимый, идите на все четыре стороны. Мыслимое ли это дело? Немыслимое. Вот нас они одним судом судят, а себя — совершенно другим. Наказание за публикацию личных данных - штраф до 5 тысяч рублей, но даже этого себе не выпишут. Они всегда правы», - заявил Александр Плющев

Медуза, 10 янв                                               

 

ЯНВАРЬ, 10

Игорь Рудников

Калининградский областной суд оставил без изменений приговор Алексею Каширину, обвиняемому в нападении на журналиста и издателя Игоря Рудникова. Об этом «Клопс» сообщили в пресс-службе суда. Апелляционная жалоба адвоката оставлена без удовлетворения, приговор Алексею Каширину не изменился - девять лет лишения свободы. В суде пояснили, что приговором Каширину осталась недовольна и пострадавшая сторона. Поскольку Игорь Рудников находится в СИЗО по обвинению в вымогательстве, апелляционную жалобу от его имени подал его адвокат Владимир Кравченко. Он пояснил, что просил отменить приговор и направить дело на новое рассмотрение прокурору, чтобы привлечь к ответственности остальных участников преступления. Однако суд не удовлетворил его жалобу, посчитав решение районной инстанции законным и обоснованным. В марте 2016 года Рудников получил пять ударов ножом на выходе из кафе «Солянка» в Калининграде. 8 июня 2017 года Центральный районный суд приговорил обвиняемого по делу, бывшего питерского омоновца Алексея Каширина, к полутора годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. Калининградский областной суд отменил этот приговор. Уголовное дело в отношении Каширина направили в Центральный районный суд для нового рассмотрения. 9 ноября 2017 года суд приговорил Каширина к девяти годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии строгого режима. Рудников не раз заявлял о том, что недоволен расследованием дела о покушении на него. Он требовал объединить материалы в отношении Каширина с уголовным делом, возбуждённым в отношении других подозреваемых участников покушения, и настаивал на переквалификации обвинения с ч. 2 ст. 105 УК РФ («Покушение на убийство в составе группы по предварительному сговору») на более тяжкую ст. 277 УК РФ («Покушение на жизнь общественного и государственного деятеля»).

Клопс.Ру, 10 янв                                      

 

ЯНВАРЬ, 10

Издание «Хронограф»

Прокуратура оштрафовала руководство самарского муниципального предприятия за игнорирование запроса СМИ. МП «Пассажирский автомобильный транспорт» предстоит выплатить штраф в 5 тысяч рублей. Мировой суд судебного участка № 50 Советского судебного района Самары оштрафовал на 5 тысяч рублей руководство муниципального предприятия «Пассажирский автомобильный транспорт» за нарушение требований закона РФ «О средствах массовой информации». Как выяснила проведенная прокуратурой Советского района Самары проверка, в июле 2017 года главным редактором издания «Хронограф» Павлом Соколовым направлялись запросы в адрес директора «Пассажиравтотранса» Олега Дриги о предоставлении информации для публикации, однако они были игнорированы.

Idel.Реалии, 10 янв                                

 

ЯНВАРЬ, 11

Газета «Наукоград-вести»

Портал «Наукоград-Пресс»

В Новосибирской области редакцию газеты «Наукоград-вести» и портала «Наукоград-Пресс» неизвестные заблокировали автомобильными шинами. Утром журналисты изданий не смогли попасть в офис и вызвали полицию. К работе сотрудники смогли приступить лишь во второй половине дня, сообщила порталу «Сибирь.Реалии» главный редактор изданий Валерия Одаренко. Компания арендует площади у администрации наукограда Кольцово и располагается в цокольном этаже жилого дома. Недавно часть помещений по соседству власти передали новому бюджетному предприятию. Созданное чиновниками муниципальное медиаагенство должно стать конкурентом газеты и портала, принадлежащего Одаренко. Именно с появлением новой редакции журналисты связывают попытку сорвать работу издания. Во второй половине дня Валерия Одаренко сообщила, что местные чиновники оказывают на нее давление. Они требуют снять публикацию об инциденте с сайта «Наукоград-Пресс», утверждая, что она вредит имиджу наукограда Кольцово. По словам редактора, ей пригрозили внеплановыми проверками со стороны различных ведомств. Журналисты намерены продолжать работу.

Радио Свобода, 11 янв                                 

 

ЯНВАРЬ, 11

Сергей Вилков

Заседание по апелляции на оправдательный приговор журналисту «Общественного мнения» Сергею Вилкову вновь не состоялось, уже в четвертый раз, по вине стороны потерпевшего. Представитель потерпевшего Сергея Курихина – адвокат Валерий Холоденко прислал уведомление о том, что находится на стационарном лечении в Саратовской областной больнице. Он же сообщил суду, что его доверитель депутат Курихин хочет принимать участие в рассмотрении апелляции, но находится за пределами России. Подсудимый Вилков настаивал на рассмотрении апелляции в отсутствии потерпевших, так как, по его словам, затягивание процесса нарушает его права на соблюдение разумных сроков судебного разбирательства. Судья Фрунзенского районного суда Ольга Боброва тем не менее, отложила заседание. Напомним, 31 августа прошлого года, после двух с половиной лет уголовного преследования, Сергей Вилков был оправдан судом по обвинению в клевете на депутата Саратовской областной думы, бизнесмена-застройщика Сергея Курихина. Представитель Курихина обжаловал приговор, прокуратура апелляцию направлять не стала. Согласно фабуле обвинения, Вилков опубликовал в социальных сетях документы, указывающие на возможные криминальное прошлое депутата Саратовской областной думы от партии «Единая Россия» Сергея Курихина и его связи с известной в городе ОПГ «Парковские». Вторым потерпевшим проходит бывший замглавы УФСКН по Саратовской области Михаил Завьялов, который также упоминается в выложенных в соцсети документах. Там говорится о том, что тот якобы получал от Курихина деньги. Кроме того, также в социальных сетях, он высказывал предположения о том, что Курихин может быть причастным к нападению на журналиста, совершенному 13 января 2015 года (от этого эпизода гособвинение отказалось на этапе прений), а также интервью Вилкова порталу "Про Саратов", в котором журналист поделился аналогичными подозрениями. Еще один эпизод дела – статья Вилкова, опубликованная весной 2014 года на сайте «Общественное мнение», в которой автор высказывает версию о связях депутата с саратовскими националистами. Ни один материал, ставший предметом расследования и судебного разбирательства, не удален подсудимым или редакцией «ОМ», и они до сих пор находятся в свободном доступе. Действия журналиста были расценены следствием по ч.5 с. 128 УК РФ («Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления»), предусматривающей наказание до 5 миллионов штрафа. Сам Вилков с самого начала заявлял, что считает свое уголовное преследование заказным и расценивает его как месть депутата Курихина за расследование его деятельности, которым сотрудник «ОМ» занимался в 2013-2014 годах, а также за нежелание журналиста умалчивать о том, кого он подозревает в нападении на него. По делу в июле 2015-го года были проведены обыски в редакции «Общественного мнения», дома у Вилкова и его родителей с изъятием компьютеров и цифровых носителей. Дело получило большой резонанс. В ходе судебного процесса допрошено множество свидетелей, в том числе бывшие сотрудники Приволжского РУБОП, которые дали показания в пользу подсудимого.

ИА «Свободные новости, 11 янв                           

 

ЯНВАРЬ, 11

Лариса Шеремет

В Волгограде визит журналистки издания «АИФ-Нижнее Поволжье» Ларисы Шеремет к главному врачу Волгоградского областного клинического наркологического диспансера закончился неожиданным «арестом». Как рассказала Лариса Шеремет V1.ru, она отправилась в лечебное учреждение с целью прояснить спорный вопрос, с которым к ней обратились бывшие сотрудники диспансера. Поначалу ничего не предвещало беды. Но неожиданно в разговор двух женщин - главврача и журналиста - вмешался незнакомец. Мужчина потребовал у Ларисы Шеремет удостоверение, после чего отказался возвращать документ и обозвал мошенницей. «В нашу редакцию обратились бывшие сотрудники областного наркодиспансера, которых фактически выставили на улицу, не уточняя причин увольнения. Сегодня я и бывшая юрист диспансера, которую главврач уволила за прогул, который приключился во время больничного, отправились на встречу с главврачом. Наша цель была - выяснить основания увольнения, - рассказала журналист. - Бывшую сотрудницу главврач в кабинет не впустила, но со мной все же согласилась поговорить. Как и положено, я представилась, показала удостоверение, озвучила повод, по которому я потревожила главврача, и свои вопросы. В сущности, разговор не увенчался успехом. Мне сказали, что ничего комментировать не будут, и что я должна направить официальный запрос. Казалось бы, на этом встречу можно было закончить. Но в кабинете кроме нас двоих был мужчина, который никак не представился. Он заявил, что у него есть сомнения, что я журналист и попросил показать удостоверение. Взяв документ, он начал пристально его изучать. Сначала придрался к названию компании-учредителя «АиФ-НП», а затем увидел, что удостоверение просрочено. В этот момент его глаза буквально загорелись». По словам Ларисы Шеремет, мужчина отказался отдавать удостоверение, заявив, что подозревает журналиста в мошенничестве. «Как выяснилось позже, это оказался новый юрист наркодиспансера. Не отдавая мне удостоверение, он даже не поинтересовался, есть ли у меня паспорт. Мужчина заявил, что вызовет полицию, а я решила, что это повод остаться и никуда не уходить», - рассказала Л. Шеремет. Директор «АиФ-НП» Сергей Басалаев, сообщил V1.ru, что встреча его сотрудницы с полицейскими все же не состоялась. Он лично вызволил сотрудницу из западни. «Журналист уже в редакции, с ней все хорошо. Удостоверение при ней», - сказал руководитель издания.

V1.ru, 11 янв                                            

 

ЯНВАРЬ, 11

Газета «Мичуринская мысль»

Онлайн-издание «Независимый публицист»

В Мичуринске (Тамбовская область) редакции газеты «Мичуринская мысль» и онлайн-издания «Независимый публицист» смогли доказать свою правоту в судебном споре с администрацией города. Та подала к СМИ иски о защите деловой репутации из-за критических публикаций о создании в Мичуринске «комфортной городской среды». В опубликованных изданиями текстах, в частности, приводились отзывы жителей Мичуринска, в которых действия городских чиновников оценивались в большей степени как пиар, нежели реальная забота о комфорте горожан. В итоге суд встал на сторону редакций СМИ, признав за ними право на свободную оценку деятельности органов власти и муниципальных организаций. Администрации Мичуринска, просившей суд обязать СМИ опубликовать опровержения, было отказано в удовлетворении исковых требований.

Информация Романа Жолудя (Воронеж)               

 

ЯНВАРЬ, 12

Ольга Ли

Бывший депутат Курской областной Думы и главный редактор газеты «Народный журналист» Ольга Ли обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с жалобой на несправедливое решение российского суда. В 2017 году Ли оштрафовали на девяносто тысяч рублей за клевету на судью. Об этом пишет «Московский комсомолец» со ссылкой на юриста Международной правозащитной группы «Агора» Дамира Гайнутдинова. В своей жалобе юристы «Агоры» настаивают, что Россия нарушила статьи 6, 8 и 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Речь идет о праве на справедливый суд, на частную и семейную жизнь и свободу выражения мнения. 26 июня 2017 года Ленинский районный суд Курска оштрафовал Ольгу Ли на 90 000 рублей за клевету (часть 1 статьи 298.1 УК). В марте 2016 года Ли записала ролик с критикой президента России, после чего в отношении нее были возбуждены сразу два уголовных дела - за клевету на судью Ленинского районного суда Людмилу Шуровую, а также за возбуждение ненависти либо вражды в отношении социальной группы (ч. 1 ст. 282 УК РФ). Прокуратура просила суд оштрафовать Ли на 100 000 рублей. Позже обвинение в возбуждении вражды было снято. В ролике экс-депутат обвинила судью того же Ленинского райсуда Курска Людмилу Шурову в нарушении конституционного принципа презумпции невиновности при рассмотрении одного из административных дел: судья оштрафовала на 30 000 рублей и назначила трое суток административного ареста внештатному сотруднику газеты, которая организовала одиночный пикет.

ОВД Инфо, 12 янв                                            

 

ЯНВАРЬ, 13

СМИ Хабаровского края

В День российской печати редакция электронного издания «Дебри-ДВ» подвела итоги девятилетней деятельности губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта на медиа-ниве. Самый показательный итог: за девять лет губернаторства он так и не удосужился встретиться с независимыми журналистами. Ограничимся перечнем того, что еще в 2012 году предлагали журналисты, и что так и не осуществилось. Так и не приняты поправки в регламент по режиму допуска в любые госучреждения краевого уровня, позволяющим работникам прессы проходить в них по своим удостоверениям; так и не получило большинство журналистов справочники АТС правительства Хабаровского края, они есть только у избранных; проигнорировано предложение о еженедельной пресс-конференции с главными лицами министерств и ведомств и ежемесячной - с губернатором края. Проигнорировано также предложение об открытых и прямых комментариях руководителей ведомств и их замов, касающихся их деятельности, в рамках закона «О госслужбе». Не принято предложение учредить звание «Заслуженный работник СМИ Хабаровского края» и тем самым освободить от «юбилейной нагрузки» конкурс «Золотое перо». «Публичной оплеухой губернатору», «скандалом накануне выборов президента» назвали эти итоги, обнародованные «Дебрями», другие СМИ.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)   

 

ЯНВАРЬ, 13

СМИ Сахалинской области

Губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко в своей речи на торжественном мероприятии в канун Дня российской печати обвинил СМИ в формировании «негативной повестки», которая привела к «хаосу» в некоторых странах. В репортаже с торжественной церемонии независимое агентство Sakhalin.info подчеркивает главную мысль губернаторской речи: призыв к СМИ «не раскачивать лодку». Глава области указал, что СМИ влияют на формирование политических взглядов и социальную устойчивость. «Во многом это зависит от журналиста, от его профессионализма, как он подает материалы, каким образом формирует повестку, которая может быть позитивной и способствовать развитию региона, государства, созданию хорошего настроения, тех стимулов, которые двигают людей на совершение трудовых и иных подвигов, добрых дел», - сказал губернатор. Далее губернатор предупредил, что повестку можно сделать и «негативной», «когда, опираясь на социальные проблемы, которые есть в каждом государстве, иногда через СМИ и Интернет это приводит к развалу государственности, что мы видим по странам Ближнего Востока: это и Ливия, и Египет, и все те страны, которые сегодня в хаосе, стадии развала государственности, где огромные человеческие жертвы, где горе и страдание». «Безусловно, это тоже работа СМИ, современных интернет-ресурсов», - уверен Кожемяко.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)                  

 

ЯНВАРЬ, 15

Газета «Призыв»

В Лахденпохском районе Карелии жители начали сбор подписей, требуя вернуть им муниципальную газету «Призыв». Муниципальная газета «Призыв» не выходит с ноября прошлого года, её редактор Роман Захаров известил читателей, что на неопределённое время районная газета прекращает выход в свет, объяснив это финансовыми проблемами. Уже два с половиной месяца газета не выходит, что, на удивление, не вызывает никакой реакции у её учредителей, а среди них – правительственное информационное агентство «Республика Карелия» и органы Лахденпохской районной власти. То, что у муниципальной газеты давние финансовые проблемы - это правда. Как ясно и то, что без участия органов власти проблему не решить. Сразу после новогодних каникул жители посёлка Тиурула направили обращение на имя главы Карелии А. Парфенчикова, требуя разобраться в ситуации. В коллективном обращении они напоминают, что их лишили права на получение информации о деятельности органов районной власти, что нарушает их конституционные права. Вслед за первым обращением появились похожие, подготовленные жителями других поселений. Теперь республиканское правительство, как и органы Лахденпохской муниципальной власти, обязано будет реагировать, а не пассивно наблюдать за тем, как гибнет муниципальное периодическое издание. Чрезвычайная ситуация сложилась не в ноябре 2017 года, а гораздо раньше, и во многом виновато здесь именно руководство Лахденпохской районной администрации, которое странным образом создало ситуацию, подталкивающую муниципальное предприятие «Редакция газеты «Призыв» к финансовой пропасти через бездействие органов власти, которое довело муниципальное предприятие до плачевного состояния. А странность, если не двусмысленность, ситуации в том, что своим бездействием районная власть поспособствовала развалу собственного муниципального предприятия и укреплению в районе позиций конкурирующей с газетой «Призыв» межрайонной коммерческой газеты «Вести Приладожья». Люди, организующие работу этой межрайонной газеты, взяли под свой контроль ещё и другую муниципальную газету «Ладога-Сортавала». С ноября 2017 года прежний главный редактор муниципальной газеты «Ладога-Сортавала» Николай Максимов (талантливый журналист и опытный редактор) был вынужден покинуть возглавляемое им многие годы муниципальное издание. Основные причины – опять финансовые. Пока рекламный рынок был более или менее устойчив, в Сортавальском районе муниципальная газета за счёт собственных доходов возмещала расходы, не оплачиваемые ей учредителем в лице Сортавальской мэрии. По словам бывшего теперь уже главного, примерно четверть расходов на обнародование официальной информации несла сама редакция, зарабатывая на рекламе. Но с 2015 года. ситуация с рекламодателями резко ухудшилась, что объясняется общим упадком экономики в районе, в итоге прибыль издания стала таять. В редакции начались задержки с выплатой заработной платы (в штате четверо сотрудников – главный редактор, ответственный секретарь, корреспондент, бухгалтер и плюс два договорника – корректор и водитель, развозящий газету по торговым точкам). Позиция главы администрации Сортавальского муниципального района Леонида Гулевича похожа на ту, которой придерживался его коллега Владислав Вохмин в соседнем Лахденпохском районе: странная «экономия» на районной газете, доведение муниципального издания фактически до банкротства разворачивается теперь и в Сортавальском районе. Возникает даже подозрение: не участвуют ли органы муниципальной власти в «зачистке» информационного поля, освобождая его для коммерческого издания? Тем более что ни Вохмин, ни Гулевич не скрывали, что хотели бы избавиться от расходов на содержание муниципальных газет, а официальную информацию, которую они обязаны обнародовать, органы власти могут размещать на платной основе и в межрайонной газете «Вести Приладожья».Жителей Лахденпохского района, обратившихся с письмом к главе Карелии А. Парфенчикову, как раз и беспокоит, что информационная политика муниципальной власти в районе передаётся в руки коммерсанту, который не вызывает общественного доверия, если не сказать резче.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)    

 

ЯНВАРЬ, 15

Газета «Вечерний Ростов»

Газета «Молот»

«Московский комсомолец» на Дону»

Газета «АиФ-Ростов»

ООО «Юг-Медиа»

Портал Donnews.ru

Портал 161.ру

Первый канал

«Пятый канал»

Канал «Россия»

«Дон-ТР»

В Ростове-на-Дону бывший подозреваемый по громкому делу подал иски к одиннадцати СМИ, освещавшим ход расследования. Об этой криминальной трагедии сообщили десятки СМИ. В октябре 2012 года посыльный доставил в дом сотрудницы министерства образования Ростовской области гранату, упакованную в подарочную коробку с надписью «С Днём учителя!». Когда мать сотрудницы минобразования открыла коробку, раздался взрыв. Пожилая женщина погибла на месте, её дочь и малолетний внук были ранены. А вскоре правоохранительные органы задержали подозреваемых – директора детской спортивной школы «Боевые перчатки» Александра Алексеева и его заместителя Дмитрия Соляра. По мнению следователей, у Алексеева были неприязненные отношения с потерпевшей, которая работала заместителем начальника управления образования Ростова-на-Дону по экономическим вопросам как раз в тот момент, когда спортшколе было урезано финансирование. В отношении замдиректора спортшколы Соляра, признавшего свою вину, дело было выделено в отдельное производство, он был осужден и успел отбыть часть назначенного ему срока. Алексеев свою вину не признал, следствие по его делу и три судебных процесса растянулись почти на 5 лет. В итоге он был оправдан двумя коллегиями присяжных. В августе 2017 года Алексеев подал иск к министерству финансов РФ, ГУ МВД Ростовской области, Управлению образования Ростова-на-Дону, а также к освещавшим процесс газетам «Вечерний Ростов», «Молот», «Московский комсомолец» на Дону», «АиФ-Ростов», ООО «Юг-Медиа», информационным порталам Donnews.ru и 161.ру, телерадиокомпаниям Первый Канал, «Пятый канал», канал «Россия», «Дон-ТР». От СМИ он потребовал «поместить опровержения о непричастности к совершенным преступлениям Алексеева А. Б. и ДЮЦ «Боевые перчатки». Судья Аксайского районного суда Ростовской области Маргарита Малород в декабре 2018 года вынесла решение взыскать с минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Алексеева 2 500 000 рублей и судебные расходы - 59 940 рублей. Решение по ч. 3 ст. 136 УПК РФ о возмещении морального вреда в отношении ответчиков - средств массовой информации - было принято в их отсутствии согласно статьи 167 ГПК РФ («Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле»). Однако законопослушные редакции не прислали своих представителей по уважительной причине: получив заказным письмом повестку, ответчики с удивлением обнаружили, что судебное заседание состоялось… вчера. Впрочем, из всего длинного списка СМИ в исковом заявлении судья возложил обязанность опубликовать информацию о реабилитации Алексеева А. Б. в течение 30 дней с момента принятия решения по делу только на портал 161.ру и «Московский комсомолец» на Дону». Потому что «доказательств тому, что иные СМИ публиковали в отношении истца какую-либо информацию последним не представлено». Александр Алексеев подал апелляционную жалобу на решение районного суда в Ростовский областной суд.

Информация Анны Лебедевой (Ростов-на-Дону)          

 

ЯНВАРЬ, 16

Все СМИ

Организация Freedom House опубликовала рейтинг уровня развития демократии в различных странах мира. В соответствии с принципами Freedom House, все государства в мире разделены на три категории: свободные, частично свободные и несвободные. Россия и Белоруссия оказались единственными в Европе «несвободными государствами», а Украину, Грузию и Армению эксперты признали «частично свободными». В итоге среди стран бывшего СССР Россия оказалась между Белоруссией и Азербайджаном, уступив в общемировом рейтинге, в том числе, Афганистану, Алжиру, Венесуэле, Ираку и Мьянме, сообщает РБК. Авторы доклада считают, что Россия и Китай рассматривают демократию как угрозу своим «репрессивным режимам». Москву помимо этого обвинили в «кампании дезинформации» накануне выборов в США, Франции и Германии, налаживании связей с ксенофобскими партиями в Европе, в угрозах соседям, помощи ближневосточным диктатурам. К итогам 2017 года для России Freedom House отнесла результаты сентябрьских региональных выборов, где победу в большинстве случаев одержали «одобренные Кремлем кандидаты». Еще одним негативным примером Freedom House назвала недопуск к президентским выборам Алексея Навального. Отметили в организации и гибель в России журналистов - избитого сооснователя издания «Деловой Петербург» Николая Андрущенко и застреленного в Минусинске главного редактора издания «Тон-М» Дмитрия Попкова. Также Freedom House напомнила о запрете в России деятельности организации «Свидетели Иеговы», а также о расследовании «Новой газеты» по поводу преследований представителей сексуальных меньшинств в Чеченской Республике.

Серебряный дождь, 16 янв

 

ЯНВАРЬ, 16

Денис Адамов

Тимофей Ефремов

Экс-руководитель управления целевых программ Фонда будущих поколений Николай Фомин, напавший на журналистов издания «Якутия.Инфо», может отделаться лишь штрафом. В отношении Николая Фомина возбуждено административное производство по статье «побои», хотя в конце прошлого года Следственный комитет начал процессуальную проверку по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). Сообщение об этом было опубликовано в газете «Якутск Вечерний». Редакция ИА «Якутия.Инфо» настаивает на том, чтобы в отношении Фомина возбудили уголовное дело по статье 144 УК РФ. Редактор издания Денис Адамов намерен обратиться в Следственный комитет и прокуратуру. «Мы не считаем нападение Фомина на сотрудников редакции бытовым конфликтом, - сказал Адамов. - Это дело подпадает под статью Уголовного кодекса РФ». Нападение на журналистов интернет-издания произошло 3 ноября 2017 года. Николай Фомин с двумя друзьями избил журналистов Дениса Адамова и Тимофея Ефремова. Экс-сотруднику «Фонда будущих поколений» не понравилась одна из статей журналистов, в которой сообщалось о провале его проекта «Молодежный портал», на который Фомин в свое время привлек разные гранты на сумму свыше миллиона рублей. В настоящее время работа портала не поддерживается. Редакция издания сообщает, что заместитель председателя Общественного антикоррупционного комитета Якутии Леонид Диодоров обратился с заявлением в Следственный комитет Якутии. Он просит провести проверку в отношении кураторов «Молодежного портала» и портала «Детство Севера» на предмет коррупции. По словам Дениса Адамова, уже начата доследственная проверка.

YakutiaMedia, 16 янв                                  

 

ЯНВАРЬ, 16

Телеканал «Дождь»

Бизнесмен Илья Трабер обратился в правоохранительные органы с заявлением о клевете из-за фильма телеканала «Дождь» про него. Об этом сообщает The Bell со ссылкой на три источника, знакомые с ходом следствия. Возбуждено уголовное дело по статье «клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления» (часть 5 статьи 128.1 УК РФ). Есть ли в деле обвиняемые, изданию выяснить не удалось. Гендиректор «Дождя» Наталья Синдеева подтвердила факт возбуждения дела, однако заявитель, по ее словам, ей неизвестен. В рамках дела у телеканала запросили уставные документы и личные данные журналистов, которые работали над фильмом. С какими именно утверждениями из репортажа связана жалоба Трабера, не уточняется. Дело было возбуждено по обращению представителей Ильи Трабера, уточнил The Bell близкий к нему источник. По его данным, Трабер решил обратиться в правоохранительные органы с заявлением о клевете после того, как телеканал «не внял предупреждению» при подготовке материала. Собеседник, близкий к Траберу, полагает, что если телеканал выпустит опровержение и принесет извинения предпринимателю, дела не будет. Илья Трабер - бизнесмен, который в конце 1980-х занимался антикварным бизнесом (и якобы получил прозвище «Антиквар»). Он упоминался испанскими СМИ как один из россиян, разыскиваемых в Испании по подозрению в связях с Тамбовской ОПГ. «Дождь» в августе 2017 года выпустил получасовой репортаж про Трабера под названием «Авторитет из 90-х, с которым знаком Путин: тайная бизнес-империя Ильи Трабера, и как с ней связаны друзья президента». В репортаже говорилось, в частности, что у Трабера есть бизнес во всех портах северо-западной России, и что его партнер - бизнесмен Николай Шамалов, сын которого предположительно женат на дочери Владимира Путина.

Медуза, 16 янв                                               

 

ЯНВАРЬ, 16

Все СМИ

Председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин предложил ввести в РФ возможность внесудебного блокирования сайтов, содержащих экстремистские материалы. «На мой взгляд, в целях активного пресечения экстремизма представляется целесообразным предусмотреть внесудебный (административный) порядок включения информации в федеральный список экстремистских материалов, а также блокировки доменных имен сайтов, которые распространяют такую информацию», - сказал глава ведомства в интервью «Российской газете». По его мнению, данное решение нужно будет обжаловать в суде, если авторы или собственники заблокированных ресурсов будут не согласны с предпринятыми мерами. «Считаю, что такой порядок даст возможность более оперативно реагировать на пропаганду экстремизма в интернете», - уточнил Бастрыкин. При этом глава ведомства привел в пример решение министерства промышленности и информатизации Китая, которое запретило работу электронных СМИ, среди собственников которых есть иностранцы. «Кстати, там в руководстве национальных СМИ смогут работать только граждане Китая, а серверы онлайн-СМИ могут находиться только в КНР. Представляется, что в разумной мере этот опыт вполне мог бы быть взят на вооружение и в России», - добавил Бастрыкин. Предложение Бастрыкина расширить возможности внесудебного признания материалов экстремистскими и «определиться с пределами цензурирования» СМИ и интернета отражает его желание перед выборами напомнить руководству страны о своей готовности и дальше закручивать гайки. Это скорее попытка СКР заполучить новый ресурс репрессивного правоприменения, чем ликвидация правовых лакун: действующее законодательство в этой сфере и так обширно.

Ведомости, 16 янв; Лениздат, 16 янв        

 

ЯНВАРЬ, 16

Все СМИ

На заседании профильного комитета Госдумы было принято решение, согласно которому в России вводятся штрафы за нарушение закона о СМИ-иноагентах в размере до 5 млн руб. «Предлагается дополнить КоАП новой статьей «Нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента», - сообщает агентства городских новостей «Москва» со ссылкой на пояснительную записку к документу. Нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, или учрежденного им российского юрлица, выполняющего функции иноагента, предлагается наказывать административным штрафом для граждан в размере 10 тыс. руб.; для должностных лиц - 50 тыс. руб.; для юридических лиц - 500 тыс. руб. За грубое нарушение порядка деятельности иностранного СМИ предлагается накладывать административный штраф на граждан в размере 100 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - административный штраф в размере 200 тыс. руб.; на юрлиц - 5 млн руб. Законопроект подразумевает, что под грубым нарушением указанного порядка следует понимать неоднократное (более двух раз в течение одного года) нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иноагента, или учрежденного им российского юрлица, выполняющего функции иноагента.

Лениздат, 16 янв                                          

 

ЯНВАРЬ, 16

Надежда Попова

В ФЗГ обратилась журналист Надежда Попова, сообщившая, что в апреле 2017 года она начала сотрудничество с «Новыми известиями». Надежда Попова сообщила: «Несколько дней назад высокопоставленный сотрудник администрации президента, бывший глава Росатома Сергей Кириенко позвонил владельцу «Новых известий» и выразил недовольство серией публикаций о плавучей атомной станции «Академик Ломоносов», после чего новое расследование о нерентабельном и опасном проекте редакция печатать отказалась».

**                          

ЯНВАРЬ, 16

«Медиазона»

Русская служба Би-би-си

«Новая газета»

Радиостанция «Эхо Москвы»

7x7

Журналистов, собравшихся на проходной следственного изолятора «Матросская тишина», не пускают на заседение суда по делу Никиты Белых, которое проводится в СИЗО из-за плохого самочувствия подсудимого. Журналисты «Медиазоны», «Русской службы Би-би-си», «Новой газеты», радиостанции «Эхо Москвы» и 7x7 прибыли на проходную СИЗО и передали заявления об участии в открытом заседании суда по делу Белых. Ответа на заявления не последовало. Мимо журналистов через проходную прошли судья Татьяна Васюченко, медики, адвокат Белых и представительница прокуратуры. По телефону дежурной части «Матросской тишины» «Медиазоне» сказали, что сейчас у руководства «идет совещание», однако сроков его окончания назвать не смогли; в пресс-службе московского управления ФСИН сказали, что решение принимает судья, хотя на проходной корреспонденту «Медиазоны» велели ждать «решения начальника изолятора». Заседание по делу бывшего губернатора Кировской области проходит не в Пресненском суде Москвы, а в СИЗО из-за плохого состояния здоровья подсудимого. Накануне судья Татьяна Васюченко перенесла заседание в изолятор «Матросская тишина».

Медиазона, 15 янв                                          

 

ЯНВАРЬ, 17

«Медиазона»

Русская служба Би-би-си

«Новая газета»

Радиостанция «Эхо Москвы»

7x7

Журналистов «Эха Москвы», «Медиазоны», «Новой газеты», Русской службы Би-би-си и 7х7 второй день подряд не пускают на открытое заседание суда по делу бывшего губернатора Кировской области Никиты Белых. Заседания теперь проходят в московском следственном изоляторе «Матросская тишина», а не в Пресненском суде из-за плохого самочувствия подсудимого. Накануне журналисты несколько часов ждали на проходной СИЗО, однако так и не дождавшись разрешения руководства изолятора. В среду их не пустили, даже несмотря на обращение к начальнику СИЗО председателя Пресненского суда Ольге Сергеевой. Она просила пропустить на заседание четырех журналистов и жену Белых «с целью соблюдения принципа гласности». В итоге пустили только жену, сообщает «Медиазона». Никиту Белых задержали в июне 2016 года. Его обвиняют в получении взятки. По версии следствия, за деньги экс-губернатор якобы обещал внести некие предприятия в список инвестиционных проектов области. Сам Белых отвергает все предъявленные ему обвинения и называет случившееся провокацией.

Радио Свобода, 17 янв                         

 

ЯНВАРЬ, 17

Издание «Подосиновец-Инфо»

В ФЗГ поступила информация, что в Кировской области чиновники дважды подавали в суд иски о защите чести и достоинства к изданию «Подосиновец-Инфо». Юристам Центра защиты прав СМИ удалось выиграть оба дела.

Team29.org,                                                          

 

ЯНВАРЬ, 17

Виталий Поляков

Красноярского журналиста Виталия Полякова уволили из телекомпании «Афонтово» из-за публикации на своей странице в Facebook ролика о месте отдыха руководства края. Об этом сам журналист сообщил в соцсети накануне. Ролик под названием «Высшее руководство края погрязло в коррупции» был опубликован Поляковым в конце декабря прошлого года. В таежной заимке у деревни Александровка останавливается врио губернатора Александр Усс, он прилетает на вертолете, а до него там отдыхал бывший глава края Виктор Толоконский, утверждает журналист. Он также рассказал, что соседняя деревня Щетинкина находится в запустении, закрыта школа, расположенное здесь сельхозпредприятие находится в стадии банкротства. Телеканалу «Дождь» Поляков рассказал, что именно из-за сюжета руководство телеканала предложило ему уволиться по собственному желанию, а когда он отказался – ему не давали снимать. В итоге ему пришлось оставить работу. Генеральный директор телекомпании «Афонтово» Светлана Середа сообщила изданию «Сибирь.Реалии», что Поляков был уволен по соглашению сторон, так как он не разделял редакционную политику компании. «Мы не контролируем личные страницы сотрудников в соцсетях, но он является лицом компании, у него 300 подписчиков. Мы с ним договаривались, что подобного не будет. Но если человек не принимает правила игры, по которым все должны играть, с ним расстаются», - заявила Середа. По ее словам, в сюжете Полякова не представлено никаких доказательств. «Наверное, ему так удобно, быть борцом с режимом», - добавила она.

Радио Свобода, 17 янв                                

 

ЯНВАРЬ, 17

Сергей Кагермазов

В Санкт-Петербурге журналиста издания MR7 Сергея Кагермазова не пустили на заседание Законодательного собрания, задержали и доставили в Следственный комитет на опрос в связи с уклонением от службы в армии. Сергей Кагермазов не смог попасть в парламент по постоянной аккредитации, а также по разовому пропуску. Как объяснила «Фонтанке» пресс-секретарь петербургского парламента Елена Тимошенко, в отношении журналиста ведется проверка, но не пояснила ее суть. Каргемазов считает, что к попыткам отправить его в армию причастен председатель Законодательного собрания Петербурга Вячеслав Макаров. В своих публикациях Кагермазов утверждал, что на высоких должностях в Законодательном собрании работают близкие и родственники Макарова, а самого чиновника подозревают в растрате государственных средств. После того, как в феврале 2016 года журналист задал Макарову вопрос о депутатской зарплате, чиновник неоднократно публично замечал, что Кагермазов не служил в армии. В 2017 году Кагермазову вручили повестку прямо у здания Законодательного собрания. Призывная комиссия одобрила прошение журналиста о замене военной службы на альтернативную гражданскую. Однако решив, что Макаров поспособствует ухудшению условий службы, Кагермазов не пошел служить. В октябре стало известно о доследственной проверке по статье «Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы». Позже прокуратура отказалась возбуждать дело, и проверка была отменена. В декабре журналисту исполнилось 27 лет – он вышел из призывного возраста и вернулся на работу в Петербург.

Радио Свобода, 17 янв                                

 

ЯНВАРЬ, 17

Владимир Леонов

Корреспондент газеты «Аргументы недели» Владимир Леонов, занимаясь подготовкой материала о состоянии отечественного авиапрома, обратил внимание на хронические переносы срока начала производства военно-транспортного Ил-112В, чьим производством занимается ВАСО. Он задался вопросом, как и когда воронежский авиазавод сможет нарастить регулярный выпуск дальнемагистрального широкофюзеляжного Ил-96-400М, особенно в контексте того, что в «последние годы воронежский авиазавод ВАСО передавал заказчикам из госструктур по одному авиалайнеру Ил-96 в год». Резонно предположив, что получить ответы можно только на месте, корреспондент собрался в командировку: «Через правительство Воронежской области, чтобы соблюсти правила хорошего тона, договорился об интервью и посещении цехов авиазавода». Однако накануне отъезда в командировку ему позвонили с авиазавода: «Мы не можем вас принять». Коллега делает вывод: «ОАК, головная организация, видимо очень боится, что не ангажированный журналист узнает и напишет что-то не то.

Время Воронежа, 17 янв                                  

 

ЯНВАРЬ, 17

Андрей Канев

Судья Кировского районного суда Хабаровска Ирина Сытник не только запретила вести видеозапись и фотографировать участников процесса, но даже потребовала у журналиста, чтобы он не держал микрофон в вертикальном положении. Судья никак не мотивировала свои запреты, хотя согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. №35, должна была это сделать, предварительно вынеся ходатайство журналистов на всеобщее обсуждение и опросив мнение участников процесса. Так что для прессы так и осталось непонятным, чем она руководствовалась – процесс не был закрытым, не содержал никакой тайны, подсудимый (обвиняемый в экономическом преступлении) был не против работы журналистов в зале. Это не первый немотивированный запрет со стороны судьи Сытник. Журналист Андрей Канев рассказывает в газете «Молодой дальневосточник XXI век», как его коллега, столкнувшись с подобным запретом со стороны этой же судьи, принес ей ходатайство с выпиской из статьи 13 Кодекса судейской этики: «Судья должен способствовать профессиональному освещению в средствах массовой информации работы суда и судей, так как это не только помогает формированию правосознания граждан и укреплению доверия к суду, повышению авторитета правосудия, но и содействует выполнению средствами массовой информации их важной общественной функции по информированию граждан обо всех социально значимых событиях». Ходатайство было проигнорировано. Автор Андрей Канев в «Молодом дальневосточнике XXI век» не только напоминает читателям и судьям о постановлениях Пленума Верховного суда РФ и Кодексе судейской этики, но и о главном законе нашей страны – Конституции РФ, где в статье 29 гарантируется свобода массовой информации. И обещает дальше следить за тем, как соблюдается открытость и гласность этого судебного процесса.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)      

 

ЯНВАРЬ, 17

Газета «Арзамасские вести»

В ФЗГ обратился главный редактор газеты «Арзамасские вести» (Нижегородская область) Александр Андронюк. Он сообщил, что ФГУП «Почта России» отказывается принимать это издание для распространения. В документе, полученном редакцией, сказано: «На сегодняшний день с ФГУП «Почта России» у Вас согласованы коммерческие условия на 2018 год на поставку газеты «Арзамасские вести» по цене 8,00 рублей. Пакет документов, направленный Вами, на поставку издания по цене 10,00 рублей в настоящее время находится на рассмотрении, и решение о согласовании данной цены пока не принято. До принятия окончательного решения «Почта России» готова принимать издание «Арзамасские вести» по цене поставки 8,00 рублей. Официальное письмо об этом находится на подписи и будет Вам направлено в ближайшее время. Поставка очередного номера издания «Арзамасские вести», поступившая к нам сегодня, может быть принята только по согласованной цене 8,00 рублей». А когда будет принято решение о «согласовании» новой цены, ничего не говорится.

**                                                               

 

ЯНВАРЬ, 17

Татьяна Фельгенгауэр

Психиатрическая экспертиза выявила у параноидную шизофрению Бориса Грица, напавшего в октябре 2017 года на журналистку «Эха Москвы» Татьяну Фельгенгауэр. Об этом ТАСС сообщил адвокат Сергей Бадамшин, представляющий интересы Фельгенгауэр. У Грица обнаружен характерный для такого типа шизофрении бред преследования. В заключении экспертизы сказано, что во время нападения на Фельгенгауэр мужчина был лишен способности осознавать характер содеянного. Б. Гриц пробудет под арестом до 23 апреля 2018 года. Такое решение вынес Пресненский суд Москвы, который согласился с доводами следствия о том, что основания для сохранения Грицу меры пресечения в виде ареста не исчезли, передает «Интерфакс». Кроме того, как пояснил суду следователь, по результатам экспертизы обвиняемый был признан невменяемым – «ему рекомендованы меры интенсивного медицинского характера, так как он опасен и для себя, и для общества». Сам Гриц не возражал против продления ему срока заключения под стражей. Нападение на Фельгенгауэр было совершено днем 23 октября в помещении радиостанции «Эхо Москвы». 48-летний гражданин Израиля Гриц прорвался в редакцию, ослепив охранника из газового баллончика, и нанес журналистке удар ножом в шею. Он был задержан другим охранником радиостанции и передан правоохранительным органам. После нападения журналистка была незамедлительно госпитализирована в НИИ им. Склифосовского, где ей провели операцию. В ноябре Фельгенгауэр вышла из больницы. Грицу предъявлено обвинение в покушении на убийство (ст. 30, ст. 105 УК РФ). По данным следствия, поводом для произошедшего послужила личная неприязнь. Вместе с тем в ходе допроса Гриц не смог рационально объяснить причину своего поступка, дав невразумительные показания. По его словам, напасть на журналистку его побудило то, что она якобы преследовала его два месяца. При этом мужчина утверждает, что преследование выражалось в телепатической форме с 2012 года. По его словам, журналистка «каждую ночь, используя телепатическую связь, изводила» его.

Радио Свобода, 17 янв; Лениздат, 18 янв                  

 

ЯНВАРЬ, 18

Телепрограммы «Кстати, о погоде»

В ФЗГ поступила информация, что новосибирскую телепередачу, критикующую власть, сняли с эфира. Выпуск злободневной программы «Кстати, о погоде» остановлен на несколько месяцев, сообщила в Facebook одна из ее ведущих Мария Лондон. При этом на момент публикации материала запись была недоступна. По словам журналистки, проект уходит с экрана на три или шесть месяцев. Возможно, передачу вообще не вернут в эфир местного телеканала «Регион ТВ». Ведущие «Кстати, о погоде» регулярно критиковали местных и федеральных чиновников. Программа популярна в интернете. Некоторые ее выпуски набрали в сети около миллиона просмотров. Одна из последних передач посвящена итогам декабря. Мария Лондон подвела их в свойственной программе провокационной манере. Упоминались глава Чечни Рамзан Кадыров, патриарх Кирилл, а также свалка в Балашихе, которую якобы «полили французским ароматизатором».

BFM, 27 дек                     

 

ЯНВАРЬ, 18

Съемочная группа телеканала «Россия-1»

Московские журналисты с телеканала «Россия-1» приехали в Челябинскую область, чтобы снять сюжет о полицейских, якобы уличенных местными егерями в незаконной охоте. Однако работе репортеров помешали местные жители, принявшие их за наркоманов, ищущих закладки. Как пишет Znak.com, столичные журналисты специально приехали в Агаповский район, чтобы взять интервью у одного из егерей. Приехав на «Ладе Гранте» черного цвета, репортеры остановились у дома, где, по их мнению, жил нужный им егерь. «В это время жена егеря, самого его дома не было, увидела из окна, что по улице ходят и явно что-то ищут незнакомые люди. Женщина, будучи сотрудницей полиции, позвонила в дежурную часть и сообщила, что, возможно, около ее дома наркоманы ищут закладки с наркотиками», - рассказал источник издания. Полиция сработала быстро: приехавшие на место оперативники досмотрели и «Ладу», и репортеров. Наркотики, впрочем, стражи порядка не нашли, а потому журналистов пришлось отпустить. После этого работникам телеканала ничего больше не мешало снимать сюжет о егерях.

Новые известия, 18 янв                         

 

ЯНВАРЬ, 18

Роман Сущенко

Московский городской суд признал законным продление срока ареста украинского журналиста Романа Сущенко до 30 января. Как передает собственный корреспондент УНИАН в РФ, суд отклонил апелляционную жалобу адвоката Марка Фейгина на решение суда первой инстанции о продлении срока содержания под стражей Сущенко еще на 2 месяца, до 30 января 2018 года. Заседание прошло в закрытом режиме. ФСБ РФ 30 сентября 2016 в Москве задержала корреспондента «Укринформа» Сущенко, назвав его сотрудником украинской разведки, который якобы «целенаправленно собирал сведения о деятельности вооруженных сил и войск национальной гвардии Российской Федерации, представляющие государственную тайну». Уголовное дело в отношении журналиста было возбуждено по статье «шпионаж». 21 октября российский адвокат Марк Фейгин сообщил, что следствие по делу Сущенко завершено. 27 ноября Московский городской суд продлил Сущенко срок ареста до 30 января 2018 года. Также Фейгин сообщал, что украинский адвокат Сущенко Евгений Пронин обратится с иском к российской стороне за содержание Сущенко под стражей более 14 месяцев.

УНИАН, 18 янв                                      

 

ЯНВАРЬ, 18

Вячеслав Филогриевский

Уволенный в октябре прошлого года шеф-редактор МТК Вячеслав Филогриевский, добился через суд отмену приказа об увольнении и подтвердил информацию документами, - сообщает ИА «Весьма». Но в решении суда указано, что в восстановлении на прежней работе и взыскании заработка за время вынужденного прогула ему отказано. Решение суда он комментирует так: «К сожалению, мой первый адвокат подал не те требования в исковом заявлении, которые я заявил. Он указал, что я, считая увольнение незаконным, требую изменить формулировку приказа об увольнении, - сообщил ИА «Весьма» Вячеслав Филогриевский. - Когда я об этом узнал, месячный срок подачи иска уже прошел. С тем адвокатом мы распрощались, и, наняв нового, я подал правильно составленный иск. По решению суда, приказ о моем увольнении из телеканала «МТК» признан незаконным, но работу и компенсацию я не получил именно потому, что вышел срок. Но после консультации с юристами я намереваюсь подать еще один иск, теперь уже на восстановление в должности и получение компенсации. Думаю, это вполне возможно, так как приказ, по которому меня уволили из компании, уже признан незаконным». Шеф-редактор магаданской телекомпании «МТК» Вячеслав Филогриевский был уволен 27 октября прошлого года «по статье», то есть по совокупности дисциплинарных взысканий. Причиной увольнения, по словам журналиста, стал его конфликт с мэром Магадана Юрием Гришаном, недовольство градоначальника сюжетами Филогриевского, и работой личного блога корреспондента на Youtube.

ИА «Весьма», 18 янв                             

 

ЯНВАРЬ, 19

СМИ Карелии

Глава Карелии Артур Парфенчиков в связи с Днём российской печати встречался с главными редакторами республиканских СМИ и представителями федеральных изданий. Во время общения «за чашкой чая» чиновник рассказал, что его работа отчасти напоминает журналистскую, поскольку он ежедневно размещает на своих страницах в социальных сетях информацию о событиях, связанных как с его служебной деятельностью, так и работой его правительства. Кроме того, время от времени он публикует новости, вызывающие бурные обсуждения и даже осуждение автора постов. Кого-то из читателей раздражают лирические авторские отступления, и они критикуют за это Парфенчикова, укоряя его в том, что ему, видимо, заняться больше нечем. Другие критически разбирают его посты, демонстрируя, что губернатор плохо осведомлён о событиях, о которых пишет. Редкий пост главы Карелии остаётся без длинной ленты комментариев-откликов. Одним словом, по словам губернатора, блогер Парфенчиков системно информирует граждан о работе институтов органов власти и оперативно реагирует на жалобы и предложения, появляющиеся на его страницах в соцсетях. Рассуждая на тему о роли СМИ в ситуации, когда у граждан появилась возможность обращаться напрямую к руководителю республики, А. Парфенчиков посоветовал журналистам сосредоточиться на аналитических публикациях, в которых бы рассказывалось не просто о проблемах жителей Карелии, а журналисты разбирали бы их причины, в том числе, выявляя недостатки в работе органов власти. Он посетовал, что жанр расследовательской журналистики недостаточно развит в Карелии. Надо заметить, что сам глава Карелии с первого дня своего вступления в должность уделяет огромное внимание общению с гражданами в социальных сетях, и всех своих подчинённых к тому подвиг. Теперь оперативное взаимодействие последних в социальных сетях с жителями республики является их служебной обязанностью, за исполнением которой губернатор пристально следит.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)

 

ЯНВАРЬ, 19

«Зебра ТВ»

Во Владимире преcc-секретарь губернатора Рита Шляхова отказала местному независимому СМИ «Зебра ТВ» в праве осветить приём, устраиваемый главой Владимирской области Светланой Орловой по поводу Дня российской печати, сообщает издание. 19 января в областной филармонии Владимира состоялся губернаторский приём в честь Дня российской печати. Губернатор Владимирской области Светлана Орлова наградила победителей ежегодного конкурса журналистских работ «Ответственность. Позиция. Признание». В этом году губернаторский прием репортёров впервые сделали закрытым для неподконтрольных Орловой СМИ. Редакция «Зебра ТВ» обратилась к председателю комитета общественных связей и СМИ администрации Владимирской области - пресс-секретарю губернатора Рите Шляховой с просьбой разъяснить, как можно осветить приём губернатора в честь Дня российской печати. Шляхова заявила, что это невозможно, и вот почему: приём проводится исключительно для «избранных», тех, кто участвует в реализации «государственной информационной политики». Шляхова добавила, что «Зебра ТВ» в этот раз не удастся «испортить праздник». Интересно, что в 2017 году на аналогичном конкурсе редакция «Зебра ТВ» была награждена призом «За объективное освещение деятельности администрации Владимирской области». Напомним, что во Владимире конфликт между областной властью и независимыми СМИ продолжается уже больше года. И губернатор Светлана Орлова, и ее пресс-секретарь Рита Шляхова неоднократно публично оскорбляли журналистов, критикующих региональную власть, называя их «бандеровскими прихвостнями», «иностранными агентами» и «информационными скунсами».

Информация Романа Жолудя (Воронеж)         

 

ЯНВАРЬ, 19

Олег Кузнецов

В связи с приездом в Великий Новгород писателя Дмитрия Быкова возник скандал - автор одного из местных интернет-изданий написал гнусную антисемитскую статейку против евреев и либералов, желая таким образом понравиться власти. Губернатор Андрей Никитин повел себя очень достойно. Вот его реплика, опубликованная в СМИ: «Хотел бы прокомментировать скандальную ситуацию в связи с публикацией на сайте «Ваши новости» статьи Олега Кузнецова, содержавшей пассажи, которые многие, в том числе и я, сочли антисемитскими. Я ненавижу антисемитизм и шовинизм в любых его проявлениях. Это мое личное глубокое убеждение. В этом вопросе не может быть оговорок и исключений: оскорбления по мотивам расы, пола, вероисповедания и так далее не могут оправдываться ничем. Мне очень странно, что напоминать об этом приходится здесь, на новгородской земле, после всего, что она пережила во время Великой Отечественной войны. Не мое дело давать правовую оценку текстам, опубликованным на «Ваших новостях», но принять собственные решения по этому поводу я имею полное право. Автор недопустимых среди приличных людей высказываний навсегда вычеркивается из моего круга общения, никакого взаимодействия с ним официальных органов, находящихся в моем подчинении, также не должно быть. Надеюсь, редакция упомянутого издания сделает соответствующие выводы, осознает, где находится грань, которую не следует переходить и примет правильные решения».

**

 

ЯНВАРЬ, 19

Газета «Правда»

Сотрудники полиции изъяли в Новосибирске тираж специального выпуска газеты «Правда». Материалы названы незаконной агитацией за Павла Грудинина. Сообщение об этом появилось на сайте новосибирского отделения КПРФ. «Руководитель отдела агитации и пропаганды Новосибирского областного комитета КПРФ Глеб Черепанов поехал в типографию «Советская Сибирь» забирать тираж информационного бюллетеня ЦК КПРФ «Правда», посвященного Павлу Грудинину. Когда он с тиражом возвращался обратно, возле областной больницы был остановлен сотрудниками ДПС – остановили автомобиль, попросили пройти за ними в Кировский районный отдел полиции для дачи пояснений по поводу того, что за материал», - сказано в сообщении. В настоящий момент автомобиль с тиражом газеты находится у отдела полиции.

РЕН ТВ, 19 янв                                        

 

ЯНВАРЬ, 19, 21

Александр Валов

Главный редактор «БлогСочи» Александр Валов был задержан 19 января в собственной квартире в Сочи (Краснодарский край) по делу о вымогательстве. Адвокат Александра Валова Михаил Беньяш заявил РБК: «Уголовное дело возбуждено Cледственным комитетом по городу Сочи по заявлению депутата Госдумы Юрия Напсо о том, что Валов вымогал у него денежные средства под угрозой распространения порочащих Напсо сведений», - сказал Беньяш. По его словам, эти сведения - информация о том, что Напсо построил на общественной территории свой личный бассейн. «Следствие инкриминирует ему, что он предъявил Напсо угрозу, что если тот не заплатит ему 300 тысяч рублей, то Валов будет публиковать эти сведения. Сведения Валов опубликовал. Эти 300 тысяч рублей - искусственно сформированный крупный размер для того, чтобы вмененное преступление было тяжким, то есть, подразумевающим возможность ареста», - пояснил Беньяш. Валов находится в изоляторе временного содержания города Сочи, против него возбуждено дело по статье 163 УК РФ («Вымогательство»). «Валов факт вымогательства, того, что он произносил какие-либо требования в отношении Напсо, и факт получения денег категорически отрицает», - рассказал адвокат. В пресс-службе следственного управления Следственного комитета по Краснодарскому краю подтвердили РБК информацию о задержании Александра Валова. «Да, он задержан. Прошли обыски», - сообщили в пресс-службе. Сам Валов в беседе с изданием «Кавказский узел» рассказывал об обысках в своей квартире. При этом, утверждал он, силовики грозили взломать дверь его квартиры, поскольку он открывать им отказывался. Следственные действия, по мнению Валова, связаны с его «деятельностью на «БлогСочи» и попыткой закрыть сайт». Валов считает свое уголовное преследование политически мотивированным. Суд Центрального района Сочи 21 января принял решение арестовать Валова на два месяца. В конце сентября 2017 года Лазаревский районный суд Сочи удовлетворил иск депутата Госдумы от ЛДПР Юрия Напсо о защите чести, достоинства и деловой репутации и взыскал с блогера Владимира Мельникова 500 тыс. руб. Краснодарский краевой суд в декабре минувшего года оставил в силе это решение.

Информация Галины Ташматовой (Краснодар) 

 

ЯНВАРЬ, 20

Телеканал «Красная линия»

В Бежецке Тверской области прекратилось вещание телеканала «Красная линия», работающего при поддержке КПРФ. Информацию об этом разместили в сообществе тверского обкома КПРФ во «ВКонтакте». «Вещание канала оборвалось во время передачи, рассказывавшей о визите кандидата в президенты от КПРФ Павла Грудинина в Санкт-Петербург, и по сей день не возобновлено», - написано в сообществе тверских коммунистов. Телеканал «Красная линия» в Бежецке вещает через передатчик «Бежецкого независимого телевидения». Как сообщило руководство этой компании, отключение произошло в связи с техническими неполадками. Однако один из сотрудников в частной беседе с представителями КПРФ сказал, что ими якобы было получено указание «сверху» прекратить вещание «коммунистического канала» в предвыборный период. «Если подтвердится информация, что вещание «Красной линии» в Бежецке было прекращено по чьему-то устному распоряжению - мы будем расценивать это как правовой произвол по отношению к крупнейшей оппозиционной партии. Получается, что чиновники на местах своими действиями перечеркивают предвыборные заявления политического руководства страны о стремлении провести честные выборы? Действия оппонентов выдают их боязнь проиграть выборы, их неспособность честно конкурировать», - процитировали слова первого секретаря тверского обкома КПРФ Людмилы Воробьевой в сообществе тверских коммунистов во «ВКонтакте». Источник «7x7» в правительстве Тверской области назвал «бредом» информацию о возможном участии властей в отключении канала как в Бежецке, так и в регионе. Он посоветовал коммунистам разбираться с провайдером и рассказал, что сам лично вчера смотрел этот телеканал, так как по нему показывают советские фильмы. Тверские коммунисты собираются провести в Бежецке митинг, если вещание канала не возобновят в ближайшее время. Телеканал «Красная линия» вещает в 50 регионах России.

7Х7, 22 янв                                         

 

ЯНВАРЬ, 22

Съемочная группа телеканала France 2

Журналистов телеканала France 2 задержали на контрольно-пропускном пункте Озерска (Челябинская область), когда они пытались попасть на территорию закрытого административного образования. Съемочная группа планировала посетить ПО «Маяк», которое заподозрили в выбросе рутения-106, сообщает Znak.com. «Журналистов заставили заплатить штраф в 120 евро (8,3 тыс. руб.), так как въезд иностранцам на территорию, ближе чем на 20 км от «Маяка», запрещен», - пишет 31tv.ru. Информация о выбросах рутения стала поступать в сентябре из Германии и Франции, где ученые сообщили, что в Европу из России пришло радиоактивное облако. Уже тогда вероятным источником радиации европейские ученые называли Челябинскую область. Правда, в начале осени челябинские власти, санитарные врачи Южного Урала и Свердловской области, а также представители МЧС и ПО «Маяк» отрицали какой-либо радиоактивный выброс.

Верстов инфо, 22 янв                            

 

ЯНВАРЬ, 22

СМИ Екатеринбурга

В администрации Екатеринбурга возобладала политика «закручивания гаек» во взаимоотношениях с журналистами. Несколько месяцев назад сотрудники пресс-службы перешли на формат ответов на вопросы СМИ в течение 7 дней и только после официальных запросов по электронной почте. А с этой недели сотрудников СМИ, ранее совершенно беспрепятственно приходивших в здание мэрии, теперь будут записывать в специальный журнал. «В администрации города Екатеринбурга несколько усложнились правила посещения для журналистов. Сейчас каждого представителя СМИ (журналиста, фотографа, оператора) охрана регистрирует в специальном журнале. Поэтому, планируя визит на брифинг, пресс-конференцию или интервью, приезжайте к нам за 7-10 минут до назначенного времени», - отмечается в разосланном в редакции письме из «серого дома». Заметим, что нововведения в мэрии в контактах со СМИ начались после отставки пресс-секретаря администрации Дениса Сухорукова и прихода на эту должность Анатолия Карманова. Жаль, ведь ранее пресс-служба была на хорошем счету у коллег и в излишнем администрировании замечена не была. Любопытно, что для обычных посетителей вход в здание администрации останется свободным. Каким образом охрана мэрии будет отличать журналистов от других горожан, пока неведомо. Может быть,  по слишком хитрым и умным физиономиям?

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)       

 

ЯНВАРЬ, 22

Центр защиты прав СМИ

На Центр защиты прав СМИ подали иск по диффамации. Жалоба была подана пермским адвокатом за публикацию, посвящённую его иску к местной газете о защите авторских прав. 19 декабря 2017 года на сайте Центра защиты прав СМИ была опубликована заметка под названием «В Пермском крае адвокат требует от газеты 4,5 млн рублей за публикацию его «кейсов», посвящённая спору между адвокатом города Добрянка Пермского края и  ООО «Пресс-Том», которое является учредителем городской еженедельной газеты «Зори Плюс», о защите авторских прав и компенсации морального вреда адвокату. Старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова готовила правовые документы для редакции СМИ. В публикации истец называется Сергеем Александровичем, и уточняется, что он имеет статус адвоката. Сейчас адвокат из Добрянки Сергей Александрович подал иск о защите чести, достоинства и компенсации морального вреда к Центру защиты прав СМИ в связи с вышеназванной публикацией. Это первый иск в адрес Центра за 22-летнее существование. Иск был подан 25 декабря 2017 года в Ленинский районный суд Воронежа. В качестве компенсации морального вреда истец требует с Центра 50 тысяч руб. В спорной публикации описывается суть иска адвоката о защите его авторских прав к «Зори Плюс», который сводился к следующему: в апреле 2016 года Сергей Александрович по электронной почте обратился к редакции «Зори Плюс» и предложил на безвозмездной основе вести в газете рубрику «Адвокатских кейсов» с целью объективного освещения в СМИ криминальных происшествий и повышения «правового уровня» населения. Редакции такая идея понравилась, и впоследствии в печатной и электронной версии издания было опубликовано 26 «адвокатских кейсов». А спустя 1,5 года Сергей Александрович подал иск к редакции о защите авторских прав и компенсации морального вреда. Отметим, что 11 января 2018 года Добрянский районный суд Пермского края отказал в удовлетворении исковых требований Сергея Александровича о защите его авторских прав.

Центр защиты прав СМИ                                    

 

ЯНВАРЬ, 22

Все СМИ

Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев обратился к президенту России «с просьбой оградить Чеченскую Республику от потока информационной лжи, клеветы и оскорблений». В своем обращении он просит оказать содействие в создании правового механизма, чтобы привлекать к ответственности «информационных провокаторов», - сообщает пресс-служба омбудсмена. Нухажиев утверждает, что Чечня находится под возрастающим «информационным давлением», и главная мишень в этом процессе - глава региона Рамзан Кадыров, который служит основным препятствием к осуществлению «разрушительных планов». Он отмечает, что законодательство, регулирующее деятельность средств массовой информации, отстает от развития СМИ. «В своей практике мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, когда есть факты публикаций лжи, бездоказательных обвинений, но привлечь данное СМИ к ответственности невозможно, так как выясняется, что оно не зарегистрировано в России в качестве СМИ, хотя действует как таковое», - говорится в заявлении. Чеченский омбудсмен считает необходимым в постоянном режиме отслеживать деятельность всех видов средств массовой информации и принимать меры по пресечению незаконной деятельности «нечистоплотных СМИ». Кроме того, по мнению Нухажиева, «на территории России не должна осуществляться информационная деятельность, которая не регулируется российским законодательством». Ранее глава Чечни Рамзан Кадыров назвал «информационным атаками» сообщения о нарушениях прав человека в Чечне.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)           

 

ЯНВАРЬ, 22

Газета «Правда»

В Бурятии полиция изъяла в помещениях КПРФ тираж информационного бюллетеня «Правда». Как сообщил корреспонденту «Росбалта» депутат республиканского парламента Баир Цыренов, похожие случаи происходят и в других регионах. По словам депутата, бюллетень был отпечатан в бурятской типографии по заказу центрального комитета КПРФ. «В бюллетене был размещен материал про Павла Грудинина. Он был оплачен не со счета кандидата, а с партийного счета, так как это не агитационный материал, а информационный. 17 января мы начали распространять бюллетень. Однако 21 января республиканский избирком вынес решение о том, что это незаконный агитматериал. Полиция арестовала остатки нераспространенного тиража, изъяв их в республиканском комитете и в помещениях райкома», - рассказал Баир Цыренов. Парламентарий уточнил, что аналогичные материалы распространялись и в других регионах России. Точно так же отреагировала полиция в Новосибирске, изъяв газету. В других регионах правоохранители так не отличились. Баир Цыренов подчеркнул, что в партии изъятие газеты считают незаконным и будут оспаривать решения избиркома и действие полиции в суде.

Росбалт, 22 янв                                         

 

ЯНВАРЬ, 23

Съемочная группа «Ревизорро»

В Нижнем Новгороде работник кафе «Нептун» избил съемочную группу «Ревизорро» во главе с актрисой Настасьей Самбурской. Об этом говорится в пресс-релизе телеканала «Пятница!», поступившем в редакцию «Ленты.ру». На видео сотрудник «Нептуна» нападает на съемочную группу, матерится и пытается прогнать журналистов из заведения. Пытаясь помешать съемке, он набрасывается на съемочную бригаду, а одного из членов группы бьет кулаком в лицо. «Щас перережу всех», - угрожает он, совершенно не обращая внимания на пытающихся угомонить его людей. Пока разъяренный мужчина бил операторов, звукорежиссера и администратора, Самбурской удалось скрыться в подсобке. «Я не ожидала конфликта», - пояснила свое поведение актриса. По словам представителя «Пятницы!» Натальи Абрамочкиной, руководство канала решило сделать формат нового «Ревизорро» более социальным. «Наша задача не просто показать шоу, но помочь нашим зрителям. В идеале плохие рестораны вообще должны быть закрыты», - заявила она.

Лента.Ру, 23 янв                                    


ЯНВАРЬ, 23

«Яндекс»

Офисы компании «Яндекс» в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге возобновили работу после эвакуации, которая была проведена из-за сообщения о минировании. Об этом сообщил директор по связям с общественностью «Яндекса» Очир Манджиков. «Офисы «Яндекса» в Москве, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге прошли проверку и возобновили работу», - приводит ТАСС слова представителя компании. Подробностей о том, были ли обнаружены в офисах какие-либо опасные предметы, не приводится. Днём в московскую штаб-квартиру «Яндекса» поступил анонимный звонок с сообщением об угрозе взрывов в офисах компании в трёх городах. Сотрудники компании были эвакуированы.

ИА REGNUM, 23 янв.                                          

 

ЯНВАРЬ, 23

Все СМИ

Секретариат Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области единогласно принял заявление против нарушения прав журналистов в петербургском Законодательном собрании. Об этом сообщила секретарь Союза Марина Шишкина. Об изменившихся условиях аккредитации редакции СМИ, освещающие деятельность петербургского парламента, не уведомили заранее, а лишь 17 января 2018 года, в день пленарного заседания, журналистам сообщили, что 28 декабря 2017 года председатель Заксобрания изменил «Положение о порядке аккредитации журналистов при Законодательном собрании». Секретариат подчеркивает, что правила аккредитации должны быть открытыми и доступными для всего профессионального сообщества и заранее ему известны. Аккредитация журналистов должна осуществляться в соответствии с федеральным Законом о СМИ. Ее нельзя использовать для ущемления СМИ, ограничивать права граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Секретариат настаивает, что такие региональные юридические документы должны соответствовать законодательству. Так, согласно п. 21 постановления пленума Верховного суда РФ от 15 июня 2010 года №16 гласит: «В правилах аккредитации, установленных органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, не могут быть предусмотрены иные по сравнению с федеральными законами способы ограничения прав и свобод аккредитованных журналистов (например, в виде приостановления аккредитации журналистов) и условия для их применения, а также не могут быть установлены дополнительные, по отношению к статье 48 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», основания для отказа в аккредитации журналистов или для лишения журналистов аккредитации». Секретариат считает недопустимым использовать те или иные юридические документы как инструмент борьбы с неугодными журналистами и требует от Заксобрания привести положение в соответствие с российским законодательством.

MR7.Ru, 23 янв                                            

 

ЯНВАРЬ, 23

Газета «Правда»

Избирательная комиссия Иркутской области признала информационный выпуск газеты «Правда» агитационным. Все четыре полосы печатного издания посвящены кандидату в президенты России от коммунистической партии Павлу Грудинину. На взгляд членов региональной комиссии, газета должна была пройти согласование в Центризбиркоме. Кроме этого, по их мнению, выпуск должен быть оплачен со счета кандидата. Но этого сделано не было. Коммунисты утверждают, что призывов голосовать за Грудинина в номере не было, а значит, его следует считать информационным бюллетенем. Как заявил корреспонденту «Сибирь.Реалий» секретарь Иркутского обкома КПРФ Владимир Примачек, в ближайшее время будет издано постановление об изъятии тиража. Его передадут в полицию, и уже после этого правоохранители заберут у них тираж газеты. Это около пятидесяти тысяч экземпляров, которые планировали распространить в районах области. Накануне, 22 января, сотрудники полиции опечатали все помещения, в которых находится Иркутский обком КПРФ. «Никаких документов на изъятие или приостановку распространения данной печатной продукции нам не было предъявлено. Непонятно, на каком основании опечатали помещения», – сообщил представитель компартии Владимир Аксёнов. В Иркутском обкоме выступили с предложением – изъять у жителей Приангарья телевизоры, потому что по ним показывают действующего президента РФ Владимира Путина, который также является кандидатом на предстоящих президентских выборах. Ранее тираж этого выпуска газеты «Правда» был изъят в Новосибирске и Бурятии. Полицейские забрали из офисов партии более 320 тысяч экземпляров издания.

Сибирь.Реалии, 23 янв                               

 

ЯНВАРЬ, 23

Сайт Russiangate

Сайт Russiangate заблокировали через три часа после публикации расследования о незадекларированной недвижимости главы Федеральной службы безопасности России Александра Бортникова. Об этом написала в твиттере главный редактор проекта Александрина Елагина. Доступ к сайту пропал у клиентов сразу нескольких крупных российских провайдеров, в частности МГТС и МТС. По информации Роскомнадзора, работа сайта ограничивается на основании закона, который позволяет блокировать ресурсы, содержащие призывы к массовым беспорядкам. Доступ ограничен по требованию Генеральной прокуратуры. Однако Елагина отметила, что издание не получало никаких предупреждений и пообещала выложить текст на какую-нибудь независимую платформу. Сейчас он доступен на сайте Telegraph. В публикации рассказывается, что Бортников и его заместитель Сергей Смирнов не задекларировали недвижимость в Сестрорецке (один из самых дорогих районов Санкт-Петербурга). В расследовании утверждается, что Росреестр намеренно скрыл владельцев недвижимости в элитном поселке. В декларациях Бортникова не указаны 28 соток земли и находящиеся на них объекты кадастровой стоимостью более 48 с половиной миллионов рублей. По данным Russiangate, с августа 2011 года ими владел полный тезка главы ФСБ, а в июле прошлого года информация о собственнике пропала. Рыночная стоимость такого участка может доходить до 300 миллионов рублей, сообщает издание. Соседом главы ФСБ, как говорится в расследовании, является его заместитель, генерал Сергей Смирнов. В его декларации эта недвижимость также не упоминается.

Радио Свобода, 24 янв                                 

 

ЯНВАРЬ, 24

Газета «Правда»

В Ульяновской области у КПРФ изъяли весь предвыборный тираж газеты «Правда»‍. Жалобу на распространение агитматериалов КПРФ рассматривал облизбирком. Решение об изъятии тиража связано с тем, что газету изготовили с нарушениями, она не была оплачена из избирательного фонда и представлена в избирком. Председатель регионального избиркома Юрий Андриенко отметил, что партия предлагала своим волонтерам раздавать заведомо незаконный материал. Сообщается, что только в Димитровграде были изъяты более 12,5 тысячи экземпляров газеты. КПРФ уже готовит обращение в прокуратуру региона. По мнению коммунистов, решение об изъятии тиража было принято с нарушениями.

Runews24.ru, 24 янв                                      

 

ЯНВАРЬ, 24

Сайт Russiangate

Александрина Елагина

Главный редактор сайта Russiangate Александрина Елагина уволена со своей должности, а само издание закрыто инвесторами. Об этом журналистка рассказала в прямом эфире «Эха Москвы». Часом ранее в беседе с корреспондентом «Медузы» она заявляла, что информация о закрытии Russiangate «на данный момент не соответствует действительности». Сейчас, по словам Елагиной, решается вопрос о возбуждении уголовного дела о призывах к экстремизму. При этом Елагина уточнила, что дело якобы возбуждено из-за декабрьского материала о так называемом «Панамском досье», а не из-за публикации о незадекларированной недвижимости главы ФСБ Александра Бортникова. 23 января издание Russiangate опубликовало расследование, в котором утверждалось, что у главы ФСБ Александра Бортникова есть незадекларированный земельный участок и дом в элитном поселке в Курортном районе Санкт-Петербурга. Спустя три часа материал был удален, а сам сайт заблокирован в России. Елагина заявила, что материал был снят технической службой по требованию инвесторов. После этого журналисты заново опубликовали статью в Telegraph. Сайт Russiangate позиционирует себя как «независимую команду журналистов-расследователей», цель которой - «помочь читателям понять, как устроена организованная преступность и коррупция в России». По словам Елагиной, у нее существовала договоренность с инвесторами, что на Russiangate не будут публиковаться статьи о президенте России Владимире Путине, его окружении и Русской православной церкви.

Медуза, 24 янв                    

 

ЯНВАРЬ, 24

Худоберд Нурматов (Али Феруз)

Верховный суд постановил пересмотреть решение Московского городского суда в отношении журналиста «Новой газеты» Худоберди Нурматова (Али Феруза) от 8 августа 2017 года и направил его на новое рассмотрение. Об этом говорится в решении, опубликованном на сайте суда. Таким образом, Верховный суд частично удовлетворил жалобу журналиста, говорится в решении. Из материалов дела журналиста и решений судов предыдущих инстанций не следует, что решение о выдворении было принято «с соблюдением критериев обоснованности, пропорциональности и разумности». Дело отправлено на новое рассмотрение в Московский городской суд. По словам руководителя пресс-службы «Новой газеты» Надежды Прусенковой, «хорошо, что одно из двух решений о выдворении отменено». «Все это выглядит как затягивание переговорного процесса по поводу его нахождения в заключении и дальнейшей возможности уехать в третью страну. Теперь осталось решение о незаконной трудовой деятельности в газете, но оно приостановлено. Недавно Европейский суд по правам человека начал коммуникацию, и видимо, дела пойдут быстрее», - рассказала Прусенкова. Журналист «Новой газеты» Али Феруз «хорошо отреагировал» на частичную отмену решения о его выдворении из России. Об этом РБК сообщил его адвокат Даниил Хаймович. «Я пока не могу комментировать решение Верховного суда, так как текста решения мы не видели. Я знаю только то, что отменили решение Басманного суда. Али Феруз пока находится в ЦВСИГ, потому что есть вступившее в силу второе решение о выдворении, которое пока никем не отменено. Поэтому пока это никак не влияет на его судьбу. Сейчас мы ждем от приставов разъяснение порядка исполнения решения», - пояснил он. 8 августа Мосгорсуд постановил приостановить выдворение журналиста «Новой газеты» Али Феруза (Худоберди Нурматова) на основании уведомления ЕСПЧ. В ЕСПЧ в августе поступила жалоба Феруза на решение российского суда о выдворении. «В соответствии с практикой ЕСПЧ это решение обязательно для российских властей», - заявлял РБК адвокат журналиста в ЕСПЧ Кирилл Коротеев. Худоберди Нурматов находится в специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан до окончательного решения ЕСПЧ.

РБК, 24 янв                                             

 

ЯНВАРЬ, 24

ГТРК «Башкортостан»

Алина Каматова

Депутат Горсовета Уфы подал иск на ГТРК «Башкортостан», но суд признал его необоснованным и вернул. История началась в конце августа 2017 года. Депутат Горсовета Уфы и по совместительству владелец «ПСК-6» Андрей Носков подал иск в Ленинский районный суд на ГТРК «Башкортостан» и корреспондента Алину Каматову. Истец указал, что в двух сюжетах телеканала «Скандал вокруг дома Кочкина набирает обороты» и «Скандал вокруг дома Кочкина продолжается: избит родственник руководителя ближайшего автосервиса» журналисты опорочили честь, достоинство и деловую репутацию компании. Позднее строительная компания выбыла из числа истцов, и застройщик обратился в суд с самостоятельным заявлением о защите деловой репутации в Арбитражный суд РБ. В это время специалисты провели лингвистическую экспертизу телевизионных сюжетов и сделали вывод, что информация в материалах корреспондентов ГТРК «Башкортостан» выражена в негативной форме и негативных предположениях, так как журналист имеет право на субъективную оценку действий того или иного лица. «Утвердительными фактами являлось только то, что Андрей Носков является депутатом Городского совета Уфы и владельцем «ПСК-6», - объяснил агентству «Башинформ» юрист филиала телекомпании Артур Кутлугужин. По словам юриста, на судебные заседания истец ни разу не явился, суд вынес решение по искам в его отсутствие - оставить иск без рассмотрения. Андрей Носков является фигурантом уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере и преднамеренном банкротстве. По данным Следственного комитета Башкирии, компания депутата Горсовета причинила ущерб администрации столицы республики на сумму более 117 миллионов рублей. Кроме того, застройщика обвиняют в незаконном сносе дома купца Кочкина в центре города.

Башинформ, 24 янв                                           

 

ЯНВАРЬ, 24

Андрей Стрельников

В Перми, похоже, опробован новый способ расправы над неугодными. В отношении журналиста, занятого выполнением задания вне редакции, составлен акт об отсутствии на рабочем месте более 4 часов подряд и следом издан приказ об увольнении за прогул. Бывший заместитель главного редактора краевой газеты «Звезда» - редактор экономического приложения «Капитал-weekly» Андрей Стрельников ответил на это иском о признании такого увольнения незаконным. Андрей Стрельников отработал в «Звезде» почти 15 лет. Выпустив 13 декабря 2017 года в свет очередной номер еженедельника «Капитал-weekly», 42-летний газетчик отправился в 12.15 на встречу с жителями ЖК «Солнечный город» в Перми. По согласованию с главным редактором «Звезды» Натальей Копыловой планировалось подготовить продолжение опубликованной 7 ноября статьи «Дольщики должны исчезнуть». По приходу в редакцию утром 14 декабря Андрей увидел на своем столе приказ об увольнении. Основанием стал акт об отсутствии на рабочем месте, который 13 декабря в 17.57 подписали проект-менеджер Светлана Белова, финансовый директор Елена Люшнина и управляющая Светлана Мехоношина. Основанием увольнения названо однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей – прогул (пп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ). Написанная тут же объяснительная о том, что не прогуливал, а встречался с дольщиками для подготовки публикации, не убедила офисное начальство, и сомнительный приказ не был отменен. 19 декабря журналист обратился в Свердловский районный суд Перми с иском к АО «Газета «Звезда». В уточненном исковом заявлении, который суд принял к производству, на первом предварительном заседании 24 января, А. Стрельников попросил восстановить его на работе, оплатить вынужденный прогул и судебные расходы, компенсировать моральный вред на сумму 100 тыс. рублей. «Фактически я уволен по не основанному на законе требованию депутата Государственной Думы РФ Скриванова Д.С., который выступает инвестором АО «Газета «Звезда». После кратких вопросов о деятельности газеты «Звезда» Скриванов Д.С. не высказал мне никаких претензий и сообщил, что больше со мной разговаривать не будет, и встречаться в офисе больше не хочет», - отмечено в иске. В беседе с ФЗГ Андрей Стрельников поведал о некоторых деталях первого в жизни общения с данным парламентарием-единороссом. Кабинет Дмитрия Скриванова находится в том же офисе № 7 пермского бизнес-центра Green Plaza, где размещаются редакции нескольких подконтрольных ему СМИ – газеты «Звезда», интернет-портала «В курсе.ру», радиостанции «Эхо Москвы» в Перми». Вызвав журналиста 13 декабря около 11.30 к себе в кабинет, депутат-инвестор услышал среди прочего напоминание о 4-месячной задержке в выплате жалованья «звездинцам». Вероятно, эти слова в защиту коллег и послужили истинной причиной увольнения – полагает журналист. О неладах в уральском издании со 100-летней историей ФЗГ рассказывал в дайджестах № 765, 788, 793 и других. Газета «Звезда» стала подконтрольной Д. Скриванову в апреле 2016 года. «Я лично сделаю все возможное, чтобы коллектив авторитетнейшей краевой газеты не только продолжил работу, но и сохранил те журналистские традиции, которые складывались десятилетиями», - процитировал 5 мая его обещания еженедельник «Местное время», также подконтрольный этому единороссу. Впрочем, «звездинцам» продолжили задерживать не только зарплату, а некоторым – и гарантированное государством ежемесячное пособие по уходу за ребенком. На 15 марта 2017 года в Сбербанке России находилось неисполненными 27 платежных документов АО «Газета «Звезда» на сумму свыше 2,7 млн рублей (дайджест ФЗГ № 797). Истец А. Стрельников 24 января 2018 года попросил суд допросить в качестве свидетелей думца Д. Скриванова и уже бывшего главного редактора «Звезды» Н. Копылову. Судья Ольга Князева назначила очередное предварительное заседание на 30 января – теперь с участием прокуратуры.  

Информация Михаила Лобанова (Пермь)               

 

ЯНВАРЬ, 25

Константин Ишутов

Ленинский районный суд Чебоксар в полном объеме удовлетворил иск МВД в отношении блогера Константина Ишутова. От него потребовали удалить восемь публикаций в «Живом Журнале», передает «Idel. Реалии». По словам Ишутова, в этих текстах говорится о «фальсификации доказательств сотрудниками полиции» по его административному делу за участие в митинге 26 марта. Полицейские посчитали, что написанное Ишутовым «унижает честь и достоинство сотрудников органов внутренних дел» и «дискредитирует деловую репутацию МВД по Чувашской Республике». Публикации блогера отправляли на экспертизу. Согласно ее результатам, записи носят оценочный характер и не являются утверждениями. Ишутов не признал свою вину. На заседании он заявил, что опубликованная им информация достоверна и объективна. «Я считаю, что дело в отношении меня - политическое. Я буду продолжать говорить о том, что министр МВД Чувашии Сергей Неяскин не заслуживает права занимать столь высокий пост. Мне известно, что его близкий родственник, брат, был судим», - добавил блогер. После антикоррупционной акции 26 марта Ишутова оштрафовали по ст. 20.2 КоАП («Нарушение порядка проведения публичного мероприятия») на 20 тысяч рублей, а также по ст. 19.3 КоАП («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»).

ОВД Инфо, 25 янв                           

 

ЯНВАРЬ, 25

Агентство Бизнес Новостей

Роскомнадзор полагает, что Агентство Бизнес Новостей нарушило закон о СМИ, когда в новости от 17 июля 2017 года не указало, что деятельность организации «Свидетели Иеговы» запрещена на территории РФ. Изданию, а так же его сотрудникам, грозит штраф «с конфискацией предмета административного правонарушения»: 4-5 тысяч рублей для должностных лиц и 40-50 тысяч для юрлица. Главред АБН Елена Васильева отметила, что считает претензию Роскомнадзора необоснованной. «Разумеется, все редакторы нашего издания знают о пресловутом списке экстремистских организаций от минюста. И даже отличают его от списка террористических организаций, который висит на сайте ФСБ. К тому же история с религиозной организацией «Свидетели Иеговы» была весьма резонансной, и мы сразу знали, что в будущем любое упоминание этой организации будет требовать соответствующих оговорок. Но не знали, конечно, что, по мнению РКН, этого будет требовать уже само известие об отказе Верховного суда отменять ликвидацию «Свидетелей», - говорит Васильева. Гендиректор Василий Романов претензии также удивлен не был. «У нашего агентства уже долгая история взаимоотношений с Роскомнадзором и его сотрудниками. Не удивлюсь, что в этот раз тоже не обошлось без чьей-то просьбы. Документ РКН, очевидно, составлен в спешке, он содержит ссылку не на то решение Верховного суда, а сам протокол составлен в рамках - внимание - «внепланового систематического наблюдения. Мы протокол, конечно же, оспорим», - подчеркнул Романов.

Лениздат, 25 янв                                       

 

ЯНВАРЬ, 25

«Кавказ. Реалии»

Представителям СМИ-иноагентов, входящих в список министерства юстиции РФ, запрещено посещение Думы Ставропольского края. Такое решение приняли депутаты регионального парламента на своем заседании. Парламентарии напомнили, что аналогичный запрет принят уже Государственной думой РФ. На территории Стапропольского края действует одно СМИ-иноагент, входяще в список минюста - «Кавказ. Реалии».

ИА REGNUM, 25 янв                                   

 

ЯНВАРЬ, 25

СМИ-иноагенты

На сессии Народного собрания Дагестана принято решение установить запрет на посещение Народного собрания республики для представителей признанных СМИ-иноагентами. При этом, как сообщил председатель комитета Народного собрания по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений Магомедкади Гасанов, в Дагестане не зарегистрированы иностранные СМИ-иноагенты. Ранее, 21 декабря 2017 года, подобная инициатива была одобрена депутатами Краснодарского краевого заксосбрания.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)      

 

ЯНВАРЬ, 25

Газета «Правда»

Власти в Омске решили арестовать тираж бюллетеней за кандидата от КПРФ Павла Грудинина. Однако реально сделать это вряд ли получится, поскольку экземпляры самих газет коммунисты уже успели раздать по городу. На заседании Омской территориальной избирательной комиссии, где рассматривали вопрос, этот информационный бюллетень газеты «Правда», выпущенный накануне выборов президента РФ, признали «незаконной агитацией». «Это, несомненно, провокация, – заявил секретарь Омского обкома КПРФ Андрей Алёхин. – Провокация с целью искусственно занизить результаты голосования за Грудинина. В этом информационном бюллетене нет никакой агитации. Мы имеем право рассказывать нашим избирателям о кандидате. И с таким запретом мы столкнулись не первые. В Новосибирске тираж был арестован утром 19 января, а заседание избирательной комиссии состоялось задним числом уже вечером. То есть, когда тираж арестовывался, никакого запрета ещё не было. И у нас заседание избирательной комиссии было назначено на 25 января, но состоялось 23-го. Видимо, были «сверху» какие-то указания. Отменить это решение может центральная избирательная комиссия, мы туда обратились, но вряд ли её решение что-то изменит. Мы привыкли работать в условиях прессинга (цитата по сообщению обкома). Присутствовавший на заседании избирательной комиссии член КПРФ Николай Милосердов рассказал, что власти признали программу «20 шагов Грудинина» незаконной: «Доходило до абсурда – букву «У» в фамилии Грудинина единороссы – члены комиссии – готовы были посчитать «похожей на галочку в избирательном бюллетене»... Но весь тираж уже распространён. Сейчас мы готовы к приходу полиции, она примет все меры для изъятии тиража. Но избирателям запретить познакомиться с Грудининым уже никто не сможет».

Вk55.ru, 25 янв                                              

 

ЯНВАРЬ, 25

8772.Ru

В начале декабря прошлого года в распоряжении Майкопского городского портала 8772.ru оказалась информация о систематических пропусках заседаний Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея некоторыми депутатами. Для её проверки 12 декабря 2017 года редакцией 8772.ru был направлен запрос в Госсовет – Хасэ, с просьбой предоставить полную статистику посещений депутатами 6-го созыва всех заседаний парламента с поимённым списком отсутствующих. Ответ на запрос в установленный законом срок редакция не получила.

8772.Ru, 25 янв                                                 

 

ЯНВАРЬ, 26

Евгений Доможиров

Вологодский областной суд оставил без изменений приговор блогеру Евгению Доможирову по делу о клевете, возбуждении ненависти в отношении полицейских и оскорблении сотрудника полиции. Об этом ОВД-Инфо сообщил адвокат Международной правозащитной группы Агора Виталий Черкасов, защищающий Доможирова. 17 ноября 2017 года Грязовецкий районный суд признал активиста невиновным по двум из трех статей: возбуждение ненависти в отношении сотрудников полиции (часть 1 статьи 282 УК) и клевета в публичном выступлении (часть 2 статьи 128 УК). Суд, однако, признал Доможирова виновным в оскорблении полицейского (статья 319 УК) и назначил 60 часов обязательных работ. Ранее прокуратура запрашивала три года условно. Доможиров публично обвинил прокурора области в «крышевании» местной бизнесвумен. После этого предпринимательница обратилась в полицию с заявлением о клевете. Через три дня поздним вечером полицейские приехали с обыском в загородный дом Доможирова. Активист, не поняв, кто приехал, в грубой форме попросил людей уйти. Позже его ответ стал поводом для возбуждения дела по ст. 319 УК («Публичное оскорбление представителя власти»). Сотрудники полиции, пытаясь попасть в дом Доможирова, повредили руку его пожилой матери, о чем активист эмоционально написал в соцсетях. Из-за тех публикаций Доможирова обвинили в возбуждении ненависти к социальной группе - «вологодским сотрудникам полиции». Саму 68-летнюю мать Доможирова 30 марта приговорили к 6 тысячам рублей штрафа за публичное оскорбление сотрудника полиции.

ОВД Инфо, 26 янв                                         

 

ЯНВАРЬ, 26

Газета «Деловой Петербург»

Сайт «Оффшорам-нет.ру»

Ирина Панкратова

Надежда Фёдорова

Наталья Ковтун

Ректор Горного университета и сопредседатель петербургского штаба кандидата в президенты Владимира Путина Владимир Литвиненко подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации против международной антикоррупционной организации Transparency и газеты «Деловой Петербург». Иск зарегистрирован Василеостровским районным судом 26 сентября 2017 года. Литвиненко требует признать не соответствующими действительности сведения, изложенные в расследовании «Трансперенси» «Миллиардер с горы». «Расследование посвящено сделкам с недвижимостью, которые, по нашему мнению, господин Литвиненко заключал в качестве ректора Горного и которые привели к тому, что на университетской земле на Васильевском острове вместо новых лабораторных и учебных помещений был построен элитный жилой комплекс», - сообщается на сайте Transparency. По словам главного редактора «Делового Петербурга» Максима Васюкова, недовольство истца вызвано серией расследований о деятельности ректора Горного университета. Среди таких материалов «Как земли и здания стоимостью 7 млрд руб. переходили от Горного университета к людям, близким к ректору вуза Владимиру Литвиненко», «Миллионная многоходовка», «Кооператив «Горняк». «В достоверности этих сведений мы уверены, – заявил ЗАКС.Ру главный редактор «Делового Петербурга» Максим Васюков. – Это все подтверждено документами. Нам жаль, что он занял такую позицию. Мы неоднократно пытались получить его комментарий по изложенной в текстах фактуре. В своей правоте мы абсолютно уверены». Аппетиты влиятельного горняка исчисляются миллионами рублей. Так, 30 млн. он рассчитывает получить от «Трансперенси Интернешнл - Россия», 20 млн. – от «Делового Петербурга», 10 млн. рублей - от сайта «Оффшорам-нет.ру», а 5 млн. от трех журналистов этого издания - Ирины Панкратовой, Надежды Фёдоровой и Натальи Ковтун. «Основной текст - о том, как Литвиненко перевел часть земель и зданий, которые были в управлении Горного в свою собственность и собственность неких частных компаний. Также этот текст дублировался в «Итогах года», в которых собираются основные тексты «Делового Петербурга» за год и среди них был это», - рассказала Панкратова.

ЗакС.Ру, 26 янв                                         

 

ЯНВАРЬ, 26

Газета «Горняцкая правда»

Не пуганые критикой чиновники Челябинской области, избалованные информконтрактами и пиаром в подконтрольных им СМИ, чуть что, сломя голову бегут в суд. Защищать достоинство, которого нет. Вот и глава Коркинского района Евгений Валахов смертельно оскорбился за публикацию «Горняцкой правды» о формировании местной Общественной палаты. Хотя в публикации нет ничего уничижительного в его адрес, ни оскорблений, ни насмешек, ни карикатур, как это, к примеру, наблюдается во многих европейских изданиях. Всего лишь говорится: глава не провел консультации с общественниками при формировании новой ОП, не разместил информацию о порядке проведения и кандидатах. То есть почему-то палата была избрана спешно и тайно от всех. Никто даже не знает, кто вообще в нее избран. -Почему? - спросили главу. Но вместо ответа по существу Валахов затребовал опровержение и 100 тысяч рублей компенсации от редакции. Суд принял иск. Осведомленные источники говорят: Валахов тот еще «блюститель нравственных устоев». Упорно хотел навязать коллективу редакции «Горняцкой правды» своего человека в руководители, но журналисты воспротивились и избрали своего коллегу. Показатели газеты улучшились, вот даже критика появилась. Ну, неинтересны местному читателю лощеные официозы: туда пошел, ни о чем сказал, и весь такой глава белый-пушистый, с короной на голове. Терпи, раз избрался, и считаешься публичной персоной-политиком. Правильно реагируй на критику. Отвечай по существу, исправляй ситуацию. Но, увы, наши чиновники так не умеют и не приучены так работать. Валахов тому яркий показатель.

Информация Ирины Гундаревой (Челябинск)                          

 

ЯНВАРЬ, 26

Михаил Листов

Архангельский суд признал 59-летнего мужчину виновным в публичной демонстрации нацистской символики и приговорил его к выплате штрафа в размере тысячи рублей. Михаил Листов опубликовал на своей странице во «ВКонтакте» фотографию Парада Победы 1945 года, где советские солдаты держат в руках опущенные знамена нацистской Германии. Росбалт сообщил, что в середине января Михаилу Листову позвонил следователь и пригласил в отделение из-за опубликованной фотографии и пропаганды нацистской символики. В отделении мужчине предложили ознакомиться с материалами дела - скриншотами со страницы в соцсети. После повторной встречи в участке Листова уже доставили в суд. Мужчина категорически отказался признавать вину и указал на ошибки в материалах дела: там говорится, что фотография была опубликована 5 декабря 2017 года, хотя он выложил фото в 2016 году накануне Дня Победы. По его словам, он сделал это, чтобы напомнить друзьям о военных событиях, а само изображение неоднократно встречал в учебниках по истории. Я родился в СССР и ненавижу нацизм в любом его проявлении. Оба моих деда погибли в Великой Отечественной войне», - рассказал Михаил. Сам мужчина уверен в том, что на него оказывают давление из-за политических взглядов. Михаил является оппозиционером с 1991 года и с 2014-го открыто выражает свою позицию.

Мир тесен, 26 янв                                   

 

ЯНВАРЬ, 26

СМИ Краснодарского края

Краснодарская краевая общественная организация учредила 8 лет назад антипремию «Жареный петух» для самой нерадивой пресс-службы в Краснодарском крае. Итоги премии подводятся ежегодно к профессиональному празднику – Дню российской печати. За эти годы обладателями пернатого становились: пресс-служба прокуратуры края, краевого отделения партии «Единая Россия», ГИБДД, министерства здравоохранения и культуры края, муниципального образования Гулькевичский район. По итогам 2017 года, учитывая мнение журналистов Кубани, жюри присудило «Жареного петуха» Никите Гавриляку, руководителю пресс-службы главного управления МЧС России по Краснодарскому краю. Деятельность Главного управления МЧС Кубани в прошлом году была признана неудовлетворительной. Достаточно сказать, что в конце июля прошлого года в Анапе прибывший на место возгорания сухой травы на новом автомобиле пожарный расчет федеральной службы МЧС не только не смог вовремя ликвидировать пожар, но даже не смог спасти свою пожарную машину. Автомобиль сгорел. А ровно через неделю, 6 августа 2017 года еще одна пожарная машина в станице Гастагаевской все того же города Анапы в результате ДТП въехала в частный жилой дом, результат плачевен – выезжать на пожары в Анапе федеральным пожарным частям практически не на чем. Эти и другие трагические события освещались в СМИ. Однако должной помощи в подготовке материалов со стороны пресс-службы главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, как отмечают журналисты, не было. Напротив, пресс-служба старалась дозировать информацию. Многие издания до сих пор не получили ответы на критические выступления. По фактам этих общественно важных событий не проводилось брифингов, пресс-конференций, не было никакого взаимодействия со СМИ. Наоборот, общение, по мнению журналистов, участвовавших в опросах, сводилось к пресловутым письменным запросам, сроки ответов на которые, как правило, задерживались. Все эти обстоятельства были приняты во внимание при присуждении этой весьма популярной в среде кубанских журналистов антипремии.

Информация Галины Ташматовой (Краснодар)           

 

ЯНВАРЬ, 27

Александра Богино

Давид Френкель

В Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга корреспондентов «Медиазоны» Александру Богино и Давида Френкеля судья Владимир Васюков отказался пускать на заседание, пояснив, что суббота является выходным днем. Каким образом это связано с назначенным на этот день слушанием по избранию меры пресечения задержанному ранее антифашисту Игорю Шишкину, на котором и хотели присутствовать журналисты, судья, кратко пообщавшийся с ними в коридоре, не сказал. На этом злоключения коллег не закончились. Судебные приставы задержали их и сдали в полицию - якобы за неподчинение законным требованиям. После пары часов ожидания в 78-м отделе полиции в отношении журналистов был составлен протокол по факту якобы нецензурной ругани и наложен штраф.                                                           

Информация Романа Захарова (Санкт-Петербург)  

 

ЯНВАРЬ, 28

ИА ТСН24

Акция в поддержку оппозиционера Алексея Навального прошла на площади Ленина в Туле. Среди задержанных – корреспондент ИА ТСН24, освещавший мероприятие. Без объяснения причин полицейские провели его в «ГАЗель», несмотря на то, что он показал им редакционное удостоверение.

ИА ТСН24, 28 янв                                                 

 

ЯНВАРЬ, 28

Николай Смуров

Алексей Волхонский

По всей стране прошла акция «Забастовка избирателей», организованная «Фондом борьбы с коррупцией». Поводом для нее стал отказ ЦИК зарегистрировать Навального в качестве кандидата в президенты РФ из-за непогашенной судимости. В ряде городов полиция задерживала журналистов, освещавших акцию. В частности, в Волгограде во время проведения «Забастовки избирателей» полиция задержала главного редактора V1.ru Николая Смурова и фотокорреспондента портала Алексея Волхонского. Ведущих онлайн-репортаж журналистов отправили в автозак без объяснения причин. Задержанные представители прессы предъявляли журналистские удостоверения, но безрезультатно. По мнению главного редактора V1.ru Николая Смурова, журналистов начали прятать в автозак ровно в тот момент, когда полиция приступила к массовым задержаниям и готовилась разогнать шествие. А сделано это было только для того, чтобы журналисты не смогли зафиксировать происходящее. «На мой взгляд, задержания всех журналистов и особенно фотографов начались по прямому указанию офицеров полиции в самом начале обострения ситуации, - комментирует Николай Смуров. - Видимо, вспомнили, как после разгона несанкционированной «прогулки» 26 марта прошлого года в СМИ появились многочисленные фотографии жестких задержаний, где полицейские вдвоем-втроем заламывали щуплых студентов или школьников. Поэтому сотрудники правоохранительных органов решили сначала изолировать всех, кто снимает и пишет. Забрав тех, кто был с журналистским удостоверением и профессиональной фототехникой, силовики развязали себе руки. В результате, происходящее с участниками несанкционированного шествия между Комсомольской и площадью  Павших Борцов, в прессу не попало. Волгоградцев без лишних свидетелей ОМОН разогнал по всему центру». Препроводив журналистов в автозак, представители правоохранительных органов так и не объяснили причин задержания, но держали ровно до конца неразрешенной акции протеста. «Журналистов больше часа катали по городу, показывая то виды на площадь Павших Борцов и НЭТ, то на областную администрацию, - говорит главный редактор V1.ru. - При этом нам не объяснили ни целей нашего вояжа, ни причин задержания. Более того, наш статус описали как «доставленные». Юридического задержания не произвели».

V1.ru, 28 янв                                            

 

ЯНВАРЬ, 28

Вячеслав Ященко

По всей стране прошла акция «Забастовка избирателей», организованная «Фондом борьбы с коррупцией». Поводом для нее стал отказ ЦИК зарегистрировать Навального в качестве кандидата в президенты РФ из-за непогашенной судимости. В ряде городов полиция задерживала журналистов, освещавших акцию. В частности, в Волгограде полицейские задержали корреспондента «Кавказского узла» Вячеслава Ященко, его посадили в автобус и увезли.

Кавказский Узел, 28 янв               

 

ЯНВАРЬ, 28

Ярослав Малых

По всей стране прошла акция «Забастовка избирателей», организованная «Фондом борьбы с коррупцией». Поводом для нее стал отказ ЦИК зарегистрировать Навального в качестве кандидата в президенты РФ из-за непогашенной судимости. В ряде городов полиция задерживала журналистов, освещавших акцию. В частности, в Волгограде на «Забастовке избирателей» полиция без объяснений задержала корреспондента «ФедералПресс» Ярослава Малых.

ФедералПресс, 28 янв                   

 

ЯНВАРЬ, 28

Руслан Герасимов

В Волгограде оказался в автозаке и не смог выполнить свою работу редактор сайта «Новости Волгограда.ру» Руслан Герасимов. В течение часа он просидел в полицейском автобусе, а затем был доставлен в отдел полиции №4 в Центральном районе города. Там с него взяли «объяснительную» и только потом отпустили. К этому моменту акция «Забастовка избирателей» уже была разогнана – более 50  человек оказались задержаны и на них были выписаны административные протоколы. В числе задержанных оказался и сотрудник сайта v102, но, со слов журналистов, его сразу отпустили «по звонку».                                                                          

Город героев, 28 янв; Волгоградский репортер, 29 янв

 

ЯНВАРЬ, 28

Екатерина Герасимова

По всей стране прошла акция «Забастовка избирателей», организованная «Фондом борьбы с коррупцией». Поводом для нее стал отказ ЦИК зарегистрировать Навального в качестве кандидата в президенты РФ из-за непогашенной судимости. В ряде городов полиция задерживала журналистов, освещавших акцию. В частности, в Волгограде полиция задерживала участников, а также освещающих мероприятие журналистов. В числе задержанных оказалась и журналист Волжский.ру Екатерина Герасимова. Ее продержали в отделе полиции более 2 часов, а затем отпустили.

Волжский.Ру, 28 янв                

 

ЯНВАРЬ, 28

Дарья Комарова

По всей стране прошла акция «Забастовка избирателей», организованная «Фондом борьбы с коррупцией». Поводом для нее стал отказ ЦИК зарегистрировать Навального в качестве кандидата в президенты РФ из-за непогашенной судимости. В ряде городов полиция задерживала журналистов, освещавших акцию. В частности, в Чебоксарах в 14:50 полиция задержала журналиста «Idel.Реалии» Дарью Комарову, которая освещала акцию.

Радио Свобода, 28 янв                   

 

ЯНВАРЬ, 28

Аресений Лупин

По всей стране прошла акция «Забастовка избирателей», организованная «Фондом борьбы с коррупцией». Поводом для нее стал отказ ЦИК зарегистрировать Навального в качестве кандидата в президенты РФ из-за непогашенной судимости. В ряде городов полиция задерживала журналистов, освещавших акцию. В частности, в Санкт-Петербурге 14 часов был задержан журналист Радио Свобода, гражданин Швейцарии Аресений Лупин.

ЗАКС.Ру, 28 янв  

                             

ЯНВАРЬ, 28

Дмитрий Низовцев

Ведущий канала «Навальный Live» Дмитрий Низовцев, который 28 января был задержан в студии в Москве, когда рассказывал о митингах в поддержку «Забастовки избирателей», получил 10 суток административного ареста по статье о неповиновении сотрудникам полиции. Об этом сообщил юрист Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Иван Жданов. Полицейские взломали двери студии, сославшись на то, что им поступило сообщение о заложенной в здании бомбе. По словам директора ФБК Романа Рубанова, при задержании Низовцева полицейские говорили, что бомба может быть у него в телефоне.

Медуза, 29 янв                                        

 

ЯНВАРЬ, 28, 31

Грэм Филлипс

Британский журналист Грэм Филлипс, сообщил об инциденте, случившемся в Москве во время акции «Забастовка избирателей». По словам Филлипса, в ходе проведения несанкционированного митинга он записывал видео для своего материала на Тверской улице. Затем, по его словам, он оказался в окружении участников акции, которые раскритиковали его за журналистскую деятельность, а «один из активистов набросился» на Филлипса, сломав ему видеокамеру. Грэм Филипс зарегистрировал заявление о нападении в полиции 31 января. «Я подал в ОВД «Тверское» заявление о том, что на меня было совершено нападение на митинге Навального 28 января около 15.00, где мне разбили видеокамеру. В заявлении я прошу найти нападавшего, чтобы его привлекли к ответственности и взыскали с него материальный ущерб, который я понес в результате нападения», – сообщил ТАСС журналист. По словам Филипса, он зафиксировал действия нападавшего на другую видеокамеру. Он также отметил, что не держит на активиста зла или обиды, но считает его действия преступлением, вандализмом и хулиганством.

Взгляд, 31 янв                   

 

ЯНВАРЬ, 29

«Открытая газета»

В Ставрополе суд отказал отставному подполковнику полиции, предъявившему редакции иск на 5 миллионов рублей. Октябрьский райсуд отказал герою публикации в полном объеме, решение вступило в законную силу. История началась еще в июле 2011 года, когда газета придала гласности факт истязания в полиции студента медицинской академии, обратившегося туда с заявлением о краже. Студент Роман Чекрыгин, вызванный в отдел для опроса, за несколько часов пребывания в ОВД превратился из потерпевшего в обвиняемого. Несколько часов его избивали - начальник отдела по раскрытию квартирных краж Промышленного ОВД Иван Карабут и его коллега, оперативник Александр Кобелев, требуя признаться, что исчезнувшие у потерпевшего деньги он сам потратил на спиртное, наркотики, проституток... А если, мол, этого не сделает, то ему помогут «вспомнить», бросив в камеру к бомжам. И тот, и другой не скрывали, что студент своим заявлением портит им статистику, в результате чего им не видать премий, поощрений, продвижения по службе... Романа отпустили домой только тогда, когда он, в полуобморочном состоянии, согласился написать «явку с повинной». Дома его тут же увезла «скорая» - он несколько раз терял сознание. Врачи поставили диагноз: контузия головного мозга, множественные кровоподтеки головы, ушибы тела. Первая статья в «Открытой», посвященная этой истории, называлась «Палачи и жертва» и вышла в 2012 году. Потом редакция возвращалась к этой истории много раз - потому, что свое тяжкое преступление полицейские изо всех сил старались превратить в уголовное дело против самой жертвы. Два с лишним года адвокат избитого студента вместе с журналистами «Открытой» добивались возбуждения уголовного дела в отношении полицейских и передачи его в суд. Следователь тянул с возбуждением уголовного дела, полицейские, пытаясь спасти свои шкуры, придумывали многочисленные схемы провокаций и фальсификаций против студента, используя связи, в том числе и в суде. Адвокат и журналисты добились отстранения следователя-волокитчика и наказания его начальника – руководителя следственного отдела. С огромными усилиями дело об истязателях дошло, наконец, до суда, который признал Карабута и Кобелева виновными и осудил на четыре года условно. Наказание, конечно, весьма гуманное, но «уголовка» испортила карьеру пыточных дел мастеров. Карабут был вынужден уйти в отставку. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но… апелляционная жалоба полицейских попадает в руки судебного состава коллегии по уголовным делам, которая оправдывает истязателей студента. И вот, спустя шесть лет после статьи в «Открытой» о том, как безвинного студента жестоко избивал Карабут, последний (теперь уже отставной подполковник полиции) предъявил редакции и ее авторам иск «о защите чести, достоинства и деловой репутации» на 5 миллионов рублей. В основу иска он положил решение по апелляции: я, мол, полностью оправдан, перенес немыслимые страдания из-за публикаций. Приложил и экспертизы, якобы подтверждающие страдания – психологическую и медицинскую. Однако быстро выявилось, что описанные Карабутом психические и физические страдания (нестерпимые головные боли, потеря сознания, нервные срывы, тревожность, бессонница и еще многое чего) появились у полицейского вследствие взрывной травмы, полученной им ранее во время своей профессиональной деятельности. Подполковник, окончивший кроме юрфака еще и академию МВД России, видимо, плохо учился. Газета и ее авторы не могли быть привлечены к ответственности, поскольку лишь описывали факты, не опровергнутые ни тогда, ни сегодня. А факты эти были задокументированы - и следствием, и Промышленным райсудом. Более того, главный редактор газеты «Окрытой» Людмила Леонтьева, одна из авторов публикации, так возбудившей полицейского, в соответствии с законом заявила ходатайство о возмещении судебных расходов, которые она оплатила из личных средств. И суд обязал подполковника их возместить. Правда, сумму почти в сто раз меньшую той, что он надеялся урвать.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)        

 

ЯНВАРЬ, 29

Znak.com

Координатор Национально-освободительного движения из Екатеринбурга, ранее судимый за мошенничество, Егор Волков написал на Znak.com заявление в полицию. Нодовец обвиняет издание в «клевете, порочащей честь и достоинство, оскорбляющей чувства верующих». Подробные фото своего похода в полицию и текст заявления Волков тут же разместил во Вконтакте. Клевету он разглядел в публикации Znak.com, в которой говорится: жители Екатеринбурга, Первоуральска, Омска, Самары, Тюмени, Сургута и Челябинска обвиняют координатора уральского НОДа в мошенничестве с криптовалютой на 20 млн рублей, написав на него 17 заявлений в органы. Инвесторы заключали с компанией «Город без долгов» (на 70% принадлежит Егору Волкову) договор на поставку оборудования для майнинга. Однако ни оборудования, ни денег от Волкова не получили. После того, как клиенты отдавали деньги, Волкова они уже не интересовали. В отношении компании «Город без долгов» запускается процедура банкротства, а по заключенным с клиентами договорам она «освобождается от ответственности, если наступает форс-мажор». Таким форс-мажором координатор НОДа считает кражу, мол, его самого обокрали, подставили, не то оборудование, не туда и т.д. В соцсетях люди объединяются для противостояния Волкову. Пишут: «Внимание мошенник!», «Ищем пострадавших от деятельности Е. Волкова для подачи коллективного заявления в полицию». В 2012 году Ленинский районный суд Екатеринбурга признал Егора Волкова виновным по части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») и приговорил его к трем годам лишения свободы условно и к штрафу в 300 тысяч рублей. Суд установил, что Волков в 2009 году подделал договоры купли-продажи, чтобы приобрести две компании из Челябинска «Факториал-Е» и ООО «Факториал-Сервис». Далее он изготовил поддельное заявление о госрегистрации, чтобы отдать документы в налоговую для изменения в ЕГРЮЛ. Затем, став фактически руководителем «Факториала-Е» и «Факториала-Сервиса», и получив доступ к их расчетным счетам, снял оттуда 45 млн. рублей. Но наличие этой судимости ничуть не мешает Волкову заниматься политической деятельностью на ниве НОД, фотографироваться с губернатором Свердловской области Е. Куйвашевым и другими известными актерами и личностями, получать грамоты за уличные акции. Самое смешное, недавно Волков с важным видом участвовал в пресс-конференции «Мошенничество в сфере криптовалюты» в Екатеринбурге. Пользователи гадают: о своем опыте мошенничества, что-ли, рассказывал? В соцсетях публикации о Волкове уже идут вот с такими заголовками «Патриотичный кидала». И тут же комментирующие спрашивают: на блогеров Волков тоже напишет заявления в полицию?

Информация Ирины Гундаревой (Челябинск)       

 

ЯНВАРЬ, 30, 31

Кира Ярмыш

Руслан Шаведдинов

Ведущих эфира «Навальный Live» Киру Ярмыш и Руслана Шаведдинова задержали в аэропорту Шереметьево (Московская область) по подозрению в призывах к несогласованной акции. Об этом Ярмыш написала в твиттере. Полиция встретила их на выходе из зоны таможенного контроля, где их в течение часа досматривали. Таможенники рассказали, что им поступило распоряжение досмотреть Ярмыш и Шаведдинова. После этого задержанных отвезли в один из полицейских участков в Москве. Симоновский районный суд Москвы 31 января арестовал на восемь и пять суток ведущих youtube-канала «Навальный LIVE» Руслана Шаведдинова и Киру Ярмыш. Арест Шаведдинова исчисляется с 30 января. Суд переквалифицировал дело активиста с части 8 ст. 20.2 («Повторное нарушение порядка проведения публичного мероприятия») на часть 2 этой статьи («Организация несогласованной публичной акции»). Ярмыш признали виновной по аналогичной статье. Ранее она сообщала, что на нее составили протокол из-за твита с видео Навального. Шаведдинову приписали твит в аккаунте «Навальный Live», который был опубликован, когда он находился за границей. Адвокаты обращали внимание на то, что это не является поводом для привлечения активиста к административной ответственности.

Медуза, 30 янв; ОВД Инфо, 31 янв                                  

 

ЯНВАРЬ, 31

Павел Никулин

Журналиста Павла Никулина, в квартиру к которому утром пришли с обыском сотрудники правоохранительных органов, отпустили на свободу после допроса в ФСБ в рамках уголовного дела по ст. 205.3 УК РФ («Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»). Об этом сам журналист написал на своем канале в Telegram. По его словам, сотрудники правоохранительных органов изъяли у него, в частности, «печать профсоюза журналистов, книгу «Исход» за авторством Пети Косово, два макбука, айфон, нетбук и выпуски The New Times». Ранее журналист предполагал, что следственные действия связаны именно с его текстом для журнала The New Times. Как отмечает «Медиазона», 31 января на протяжении восьми часов силовики проводили обыск в квартире. У журналиста и его девушки, изъяли оргтехнику и забрали номера альманаха Moloko Plus, главным редактором которого является Никулин, а также футболки и наклейки с логотипом издания. Никулин находится в статусе свидетеля по уголовному делу по ст. 205.3 УК РФ. Постановление о проведении обыска в его квартире вынес еще в ноябре прошлого года суд в Калуге. На допросе 31 января журналиста сопровождал адвокат Открытой России Роман Климов. «Никулина допросили в ФСБ. Ему задавали вопросы про героя статьи («Из Калуги с джихадом»), при каких обстоятельствах брал интервью и так далее. Он воспользовался ст. 51 Конституции (никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом)», - приводит слова Климова агентство городских новостей «Москва».

Newsru.com, 31 янв                        

 

 

Получено от корреспондентов:

31, 33, 32, 28, 24, 23, 27, 40, 18, 29, 34, 10,

21, 45, 30, 27, 23, 8, 17, 7, 15, 32, 27, 58,

23, 27, 25, 50, 38, 42, 22, 30, 20, 48, 35, 34                                                          

36, 19, 35, 31, 38, 29, 17, 35, 39, 30, 31, 36

30, 34, 28, 35, 52, 39, 25, 34, 46, 40, 36, 30

33, 34, 31, 36, 27, 31, 21, 32, 18, 30; 23, 25

16, 32, 16, 18, 35, 23, 28, 38, 29, 12, 35, 21                              

25, 22, 34, 32, 25, 28, 25, 37, 31, 37, 30, 26                                                   - 31

38, 26, 37, 27, 21, 37, 10, 34, 24, 30, 39, 29                                              

31, 34, 35, 25, 24, 12, 35, 24, 40, 31, 31, 24

30, 21, 39, 43, 17, 12, 24, 42, 28, 27, 26, 33

 

 

КРОМЕ ТОГО, из др. источников (прессы, «самотеком»):

103, 102, 121, 126, 97, 76, 84, 103, 87, 159, 187, 89,

107, 110, 111, 146, 112, 94, 118, 97, 126, 126, 105, 131,

111, 135, 158, 90, 108, 88, 87, 107, 107, 130, 93, 134                                         

82, 122, 147, 117, 106, 113,121, 109, 134, 153, 114, 142

89, 104, 169, 142, 105, 104, 98, 127, 97, 110, 147, 220

86, 114, 188, 115, 147, 83, 103, 128, 115, 160; 108, 116

102, 111, 121, 121, 81, 96, 131, 122, 97, 123, 103, 110                                                    

104, 162, 85, 85, 88, 78, 85, 124, 169, 125, 95, 106                                        - 102

93, 91, 133, 128, 135, 84, 139, 111, 111, 87, 98, 82

58, 81, 112, 124, 110, 119, 96, 112, 116, 89, 105, 105

64, 78, 143, 108, 96, 95, 65, 71, 93, 141, 100, 112

 

 

Всего:

134, 135, 153, 154, 121, 99, 111, 143, 105, 199, 221, 99,

128, 155, 141, 173, 135, 102, 135, 104, 141, 158, 132, 189,

134, 162, 183, 140, 146, 130, 109, 137, 127, 178, 128, 168                                  

118, 141, 182, 148, 142, 142, 138, 144, 170, 183, 145, 178

119, 138, 197, 177, 157, 143, 123, 161, 143, 150, 183, 250

119, 148, 219, 151, 174, 114, 124, 160, 133, 190; 131, 141

118, 143, 137, 131, 116, 119, 159, 160, 126, 135, 138, 131                                                               

129, 184, 119, 117, 113, 106, 110, 161, 200, 162, 125, 132                           - 133

131, 117, 170, 155, 156, 121, 149, 145, 135, 117, 137, 111

89, 115, 147, 149, 134, 131, 131, 136, 156, 120, 136, 129

94, 99, 182, 151, 113, 107, 89, 113, 121, 168, 126, 145


Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни