Результаты мониторинга
30 Декабря 2017 года

Результаты мониторинга ФЗГ за декабрь 2017 года

Конфликты, зафиксированные ФЗГ в течение ДЕКАБРЯ 2017 года на территории РФ.

Случаи гибели журналистов   ().

Пропавшие без вести ().

Нападения на журналистов и блогеров 4 (съемочная группа РЕН ТВ, Московская область; съемочная группа телеканала «Фронде ТВ», Екатеринбург; Вячеслав Прудников, корреспондент «Кавказского узла», в Ростовской области; Джемал Алиев, корреспондент РИА «Дагестан», в Москве).

Нападения на редакции, телецентры   ()

Попытки цензуры2 (сайт Sports.ru, Москва; телеканалы Сургута).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров ().

Увольнение редактора, журналиста ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 7 (Ян Кателевский, блогер, (Московская область; Николай Виткевич, журналист программы «Вдребезги», Брянск; Андрей Арзаматов, блогер, и Вячеслав Власов, независимый журналист, оба - в Казани; Владимир Роменский, корреспондент телеканала «Дождь», и Владимир Комиссаров, оператор телеканала «Дождь», оба – Москва; Андрей Золотов, фотограф «Открытой России», и Денис Бочкарев, фотограф редакции сайта Гильдии неигрового кино и телевидения, оба – Москва; Вера Холодная, корреспондент «Свободных Медиа», Краснодар; Идрис Юсупов, корреспондент «Нового дела», Махачкала).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ –  ().

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 11

на сумму 21 083 900 рублей

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 4

       удовлетворено – 1

       взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

      5 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 51

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений   ()

Отказ от печатания (распространения) СМИ  (). 

Отключение от эфира, прекращение вещания  ().

Прекращение выхода СМИ  ().

Изъятие (скупка, арест) тиража  ().

Препятствование выходу СМИ -  ()

Препятствование деятельности интернет-изданий1 (сайт «Открытая Россия», Москва).

Вмешательство в деятельность редакции -  ().

Выход изданий-двойников  ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 3 (видеокамера съемочной группы РЕН ТВ, Московская область; видеокамера съемочной группы телепрограммы «Излом», Сургут; телефон телерадиокомпании Ника ТВ, Калуга).

Отказ в регистрации СМИ -  ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) -  ().

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 41

 

ДЕКАБРЬ, 1

Юлия Завьялова

Тормоза на автомобиле главного редактора «Блокнота Волгограда» вывели из строя намерено. Автомобиль Volkswagen Tiguan, принадлежащий главному редактору издания «Блокнот Волгограда» Юлии Завьяловой, в ночь на 26 ноября был серьезно поврежден неизвестными. У машины из строя были выведены тормозная система и ABS. Сама журналист считает, что на нее было совершено покушение. В экспертно-криминалистический центр ГУ МВД по Волгоградской области были направлены тормозной шланг и фрагмент провода ABS автомобиля Юлии Завьяловой. Экспертиза показала то, о чем Юлия и говорила ранее - тормоза вывели из строя намерено. «На фрагменте тормозного шланга имеются механические повреждения в виде четырех проколов, которые могли быть образованы таким предметом как шило, острие ножа, рабочая грань отвертки. На фрагменте провода ABS имеется механическое повреждение в виде разрыва», - указано в экспертном заключении. Экспертиза была проведена в экспертно-криминалистическом центре ГУ МВД региона. «Если бы за руль села Юля, а не ее отец с 30-летним стажем вождения за плечами, то аварии избежать бы не удалось. Ее пытались не напугать. Ее хотели в лучшем случае покалечить, а в худшем – убить», - уверены коллеги из Волгограда. Проколотый шланг не разрывается при первом нажатии. Система ABS была выведена из строя со знанием дела. Она не показала неисправность. От гибели или очень серьезной травмы Юлию уберег только случай. «Ситуация на самом деле очень опасная. Тормоза при таких проколах рвутся, как правило, на 5-15 нажатие. То есть человек мог несколько раз затормозить, а на очередном перекрестке произошел бы разрыв и ДТП», - прокомментировал «Блокноту Волгограда» владелец одной из автомастерских этого города Сергей Горин. Полиция собирается возбудить уголовное дело по статье 167 УК РФ («Повреждение имущества»). Также материалы проверки будут направлены в СО по Дзержинскому району Волгограда для проведения проверки и принятия дальнейшего решения: быть или не быть уголовному делу по статье «Покушение на убийство».  ОНФ попросил главу МВД Владимира Колокольцева проконтролировать ход расследования покушения на редактора «Блокнот Волгограда».

 

ДЕКАБРЬ, 1

Телекомпания TV2

Норвежская телекомпания TV2 не была допущена на церемонию жеребьевки чемпионата мира 2018 года, которая состоится 1 декабря в Москве. Об этом сообщает The Independent Barents Observer. Освещающий события в России журналист Эйстейну Боген рассказал, что, по информации сотрудницы пресс-службы, его аккредитация, вероятно, была отозвана Федеральной службой безопасности. «Не думаю, что когда-то такое происходило за всю историю ФИФА. СМИ, которое имеет право освещать чемпионат мира, лишила аккредитации страна - хозяйка турнира», - пожаловался он.

 

ДЕКАБРЬ, 4

Телекомпания «Пятница»

«ТВ-Сегежа»

Федеральный закон о рекламе запрещает прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом «бегущей строки» телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут. Однако районные телеканалы «Телекомпания Пятница» и «ТВ-Сегежа» транслировали рекламу в виде «бегущей строки» в эфир телепередачи «Музыкальные поздравления», продолжительность которой составляла одну минуту. Когда это нарушение было выявлено сотрудниками Карельского управления Федеральной антимонопольной службы, то компания ООО «ТВ-Контакт», осуществляющая телевизионное вещание каналов «Пятница» и «ТВ-Сегежа», была оштрафовано на 100 тысяч рублей. Для местных телевизионщиков это крайне суровое наказание, потому что доходы их не велики, в силу слабой развитости малого и среднего бизнеса в Сегежском районе, а Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат, входящий в структуру АФК «Система», не нуждается в рекламе своей продукции в районе. Поэтому от закрытия телекомпаний спасают именно частные объявления. Надо сказать, об этой проблеме осведомлены депутаты Госдумы, которые при обсуждении бюджета на 2018 год рассматривали возможность редакции закона о рекламе, разрешив пускать рекламу «бегущей строкой» сверх установленной ныне продолжительности. Однако сегежские телевизионщики уже не попадут под действие обновляемой нормы.

 

ДЕКАБРЬ, 4

Елена Суслова

В последнем номере независимой газеты «Открытая» журналистка Елена Суслова рассказала, как на Ставрополье «чиновники от имени государства устроили ей финансовый террор за участие в прошлогодних выборах. А само государство в лице представителей силовых структур и организаций ни в малейшей степени не выполняет своих обязанностей по отношению к ней и ее семье». В 2016-м году Елена принимала участие в выборах в краевую Думу по Кисловодскому городскому округу. При открытии избирательного счета внесла в избирательный фонд свои личные средства в сумме две тысячи рублей. Елене не удалось собрать необходимого количества подписей в поддержку своего выдвижения, и она была снята с выборной гонки по решению Кисловодской избирательной комиссии. Она израсходовала одну тысячу рублей на изготовление подписных бланков, вторую тысячу рублей ей вернули на руки при закрытии счета. 31 октября 2017 года мировой судья участка №4 (Ессентуки) Светлана Бутина признала Елену Суслову виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ в связи с тем, что та вовремя не отчиталась об истраченной на избирательную кампанию одной тысяче рублей (!), и назначила ей наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. В 20 раз больше! Журналист не причинила государству ущерба ни на копейку. А вот государство, по мнению Елены, собирая с нее налоги за гарантию защиты, причинило ей огромный ущерб. Во время избирательной кампании во двор дома, где она проживала вместе с родителями, неизвестные бросили бутылку с зажигательной смесью, нанеся материальный ущерб и создав угрозу безопасности ей и ее близким. Сомнений в том, что причиной нападения стала профессиональная деятельность, у Елены не было – она давно занимается расследованиями коррупции в эшелонах власти. Именно за этот жанр она стала номинантом премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» и лауреатом премии имени Артема Боровика. По горячим следам было возбуждено уголовное дело, однако и сегодня, спустя год после происшествия, виновные в поджоге не найдены. Таким образом, государство не обеспечило гарантий безопасности для кандидата в депутаты регионального уровня. Весь год Елена в одиночку ухаживала сразу за двумя престарелыми родителями - за лежачей мамой и за отцом - инвалидом, перенесшим два инсульта. Времени на поездки в Кисловодск для составления и сдачи финансового отчета у нее не было. Она опоздала с отчетом только на два дня. И подтвердила документами свое вынужденное опоздание. Однако мировая судья Бутина во внимание их не приняла, в судебном постановлении никакой оценки данным документам и обстоятельствам не дала. И вот штраф. Даже для уголовных преступников предусмотрено наказание за взятки в сумме штрафа, всего лишь в пять раз превышающего размер взятки. Журналистку же, не принесшую никакого вреда государству, а наоборот, пострадавшую от его бездействия, наказали штрафом, превышающим размер потраченной ею суммы в 20 раз! Между тем, Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 11.03.1998 г. №8-П и в постановлении от 12.05.1998 г. №14-П указал, что санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Правовая позиция, установленная КС РФ, универсальна и для административных споров. Если не удастся на Ставрополье оспорить постановление мирового суда, Елена обратится за защитой своих прав в Конституционный суд.

 

ДЕКАБРЬ, 4

«Новая газета»

Президент агрохолдинга «Русское молоко» Василий Бойко-Великий подал иск о защите чести и достоинства к «Новой газете», сообщила RNS представитель Бойко-Великого Мария Преснова-Бойко. Бизнесмен требует взыскать с газеты 5 млн рублей в виде компенсации морального вреда, указано в иске, текст которого есть в распоряжении RNS. «Это иск о защите чести и достоинства с требованием опровержения и удаления материала», - сообщила RNS Преснова-Бойко. Она уточнила, что претензии касаются статьи под названием «Это большевизм, разбой и грабеж. В Рузском районе идут столкновения между фермерами и В. Бойко Великим». «Мы направляли претензию с перечислением всех недостоверных и порочащих честь и достоинство фактов, указанных в статье, но не получили ответа», - уточнила представитель Василия Бойко-Великого. «При подготовке материала мы активно сотрудничали с «Новой газетой» и предоставляли юридические документы, обосновывающие нашу позицию. Однако они были проигнорированы», - добавила она. В статье речь идет о претензиях фермера Александра Нориевского, которые касаются помещений расположенного в Рузском районе АПК «Старониколаевский», входящего в агрокомплекс «Русское молоко», основателем и президентом которого является Бойко-Великий. «Новая газета» получила иск, сообщил RNS руководитель юридической службы «Новой газеты» Ярослав Кожеуров. «Мы готовы отстаивать свою позицию в суде», - уточнил он. Иск Бойко-Великого к газете зарегистрирован в Басманном районном суде Москвы 4 декабря. Дата его рассмотрения пока не назначена, следует из картотеки судебных дел.

 

ДЕКАБРЬ, 4

Наталья Гергерт

Кировский райсуд Омска приговорил к 300 часам обязательных работ сына заместителя главного редактора «Новой газеты – Регион» Натальи Гергерт за размещенный в соцсети ВКонтакте репост, оскорбляющий некоторые группы лиц по национальному признаку. Произошло это три года назад, когда он учился в школе, и как мы писали ранее, пост этот был посланием неизвестного спамера, которое парень сразу же удалил, как только его увидел в своем аккаунте. Но к тому времени компетентные органы успели сделать его скриншоты. В общем потоке подобных дел (только за последние два года по ним вынесено более 1300 приговоров) это представляется уникальным по количеству нарушений норм УПК: понятая подписала показания, по ее признанию, не читая; семеро свидетелей были засекречены, хотя, как выяснилось в суде, обвиняемый ничем им не угрожал; «эксперты – лингвисты» (экспертиза проводилась без участия защиты) 22 раза назвали его автором постов, которых он не писал и даже не комментировал… Известный московский правозащитник, представитель движения «Русь сидящая» Алексей Федяров, изучив 1,5 тысячи страниц дела о репосте, пришел к выводу, что абсолютно все доказательства стороны обвинения противоречат действующему законодательству. В частности, результаты оперативно-розыскной деятельности (ОРД) Центра противодействия экстремизму переданы в Следственной управление СК РФ по Омской области постановлением, подписанным старшим уполномоченным ЦПЭ, хотя, согласно инструкции (принятой совместно МВД, ФСБ и СК РФ) о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд, передача их «должна осуществляться исключительно на основании постановления руководителя органа, проводившего ОРД», то есть, в данном случае, руководителя Центра. Это и ряд других грубых нарушений были заявлены Алексеем Федяровым в ходатайстве об исключении доказательств, которое ничуть не смутило омских правоохранителей. Более всего поразило юриста то, с какой легкостью они нашли выход из положения, казалось бы, безнадежного для гособвинения. «По-настоящему удивила помощница прокурора Наталья Ильченко – рассказал ФЗГ Алексей Федяров. - Первое – она принесла в суд второй экземпляр постановления о представлении результатов ОРД, якобы из оперативного дела. И вот в нем уже появилась подпись начальника ЦПЭ, и перечень передаваемых материалов, и многие другие ошибки исправлены, хотя некоторые остались. То есть в деле оказались два номерных экземпляра одного и того же документа, которые не имеют почти ничего общего между собой. Видно невооруженным глазом, что второй экземпляр – свежеотпечатанный, и даже подпись на нем размазывается, но главное – дырочек на нем нет, забыли проделать дырочки, а документ не может быть не подшит. И суд не видит явной фальсификации, и не слышит, когда на нее ему указывает адвокат. Для меня, бывшего прокурора, эта ситуация очень печальная: она расширяет мои представления о способностях преодоления чувства стыда нашего следствия и суда. Попутно, говорит правозащитник, была нарушена действующая с 2013 года инструкция, которая лишила прокуратуру права запрашивать и получать оперативные материалы: не может ЦПЭ даже при большом желании направлять туда такие материалы, не вправе гособвинитель истребовать их, получать и использовать в доказывании. Такое откровенное беззаконие, считает Алексей Федяров, на корню подрывает доверие к правоохранительным органам и правосудию. Он намерен довести эти факты до сведения Генерального прокурора РФ. Суд, по оценкам экспертов, назначил обвиняемому самое мягкое наказание, какое возможно по вмененной ему статье УК, но с учетом всех перечисленных обстоятельств суд, полагают они, обязан был вынести оправдательный приговор, или вернуть дело в прокуратуру. Как сказала нашему корреспонденту Наталья Гергерт, если областной суд оставит в силе это решение, оно будет обжаловано и в российских судебных инстанциях, и в Европейском суде.

 

ДЕКАБРЬ, 4

Татьяна Седых

В очередной раз следственным отделом ОМВД Ванинского района Хабаровского края приостановлено следствие по уголовному делу, возбуждения которого пришлось добиваться 3 года... После обращения главного редактора газеты «Мое побережье» Татьяны Седых к президенту страны на пресс-конференции в 2013 году, в котором были затронуты высокопоставленные чиновники Хабаровского края, на некоторых сайтах появились и продолжают появляться статьи и комментарии клеветнического и оскорбительного характера в ее адрес. Заявления в полицию и прокуратуру были бесполезными. Что же дальневосточные правоохранители списывали на простой интерес населения к журналисту? Унижение личности и достоинства, голословные наветы и откровенную клевету анонимных авторов. В оскорблениях анонимов досталось и тем, о ком были заметки и репортажи в газете «Моё побережье». «Характерно для Татьяны Седых, что героями своих публикаций она делает людей недалёких». Достается от анонимов и сотрудникам редакции, которые пишут, что в ней работают люди с психическими заболеваниями. Такие важные обстоятельства, что журналист выполняет свой профессиональный долг и тема его выступлений, обращений от имени населения к президенту представляет общественный интерес – прокуратуру и полицию просто не интересуют. Известно, что по требованию российского законодательства комментарии должны проходить модерацию. Соблюдающие закон сайты удаляют комментарии, содержащие оскорбления, социальную рознь, оскорбляющие честь и достоинство людей. Также известно, что IP-адреса пользователей, не соблюдающих требования закона, могут быть переданы по запросу в правоохранительные органы. Но для Ванинской районной прокуратуры и Ванинского ОМВД это ничего не значит. Годами не видят они составов преступлений и не знают, как привлечь виновных к ответственности. Волокита, отписки, бездействие, а там, глядишь, и срок давности наступит. По этому сценарию развивается рассмотрение заявлений и сейчас. Еще в марте 2017 года коллектив редакции был на приеме у начальника УМВД по Хабаровскому краю Михаила Черникова с заявлением о травле редактора и дискриминации сотрудников по признаку инвалидности. Тот лично заверил, что разберется и… отбыл на повышение в Москву, где по ТВ теперь рассказывает о доблестной работе МВД.

 

ДЕКАБРЬ, 4

СМИ Южно-Сахалинска

В 2016 году с улиц Южно-Сахалинска исчезли все газетные киоски. Официальный ответ мэрии гласил: «не вписываются в архитектурную застройку». Проблемой приобретения свежей периодики озаботился тогда даже президиум сахалинского отделения Союза журналистов России, пригласив на свое заседание руководителя агентства архитектуры и градостроительства Сахалинской области Семёна Вялкина. Тот заверил журналистов: киоски вернутся на улицы города, причем не разношерстные, а современные, двух или даже трех видов. И якобы обещание выполнил - в городе установили первые 25 (из обещанных 68) современных киосков для продажи прессы. Причем все павильоны оказались двойного назначения - совмещенными с автобусными остановками. Но проблема не исчезла, а усугубилась. Завезенные современные павильоны так и не открылись, предприниматели рассказывали, какие препоны испытывают, решившись на газетный бизнес, а продавцы жаловались на маленький размер и неудобства киосков. На пороге – 2018 год, новых торговых точек с газетами и журналами на улицах областного центра нет до сих пор, и это по-прежнему волнует горожан - и читателей, и распространителей. Sakh.com опять сделал запрос в пресс-службу мэрии и получил ответ, что в 2017 году администрация города действительно планировала приобрести и установить 10 нестационарных торговых объектов (НТО) для реализации печатной продукции, но объявленный аукцион в июле был признан несостоявшимся. Заявку подала одна компания, однако в ее документации были допущены технические ошибки. Чиновники решили повторно изучить рынок по изготовлению и поставки НТО «Пресса», чтобы «актуализировать техническое задание к аукционной документации в части требований к конструктивным материалам». По их мнению, это позволит расширить круг потенциальных участников. В ноябре извещение о проведении аукциона на «приобретение и установку нестационарных торговых объектов» было размещено повторно. Но, поскольку до конца бюджетного года остается мало времени, приобрести планируется только два нестационарных торговых объекта. Решение по остальным восьми будут приняты в следующем финансовом году. Также пресс-служба мэрии отметила, что в связи с задержкой исполнения поручения по организации аукционных процедур на приобретение НТО будет проведена внутренняя проверка эффективности работы департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка.

 

ДЕКАБРЬ, 4

Степан Романчев

Мурманская полиция составила административный протокол по статье о пропаганде нацизма против создателя паблика «Мурманск ДТП ЧП» Степана Романчева. Об этом рассказали в пресс-службе УМВД по Мурманской области. По информации агентства «СеверПост», речь идет о публикации в сообществе мема «Можем повторить», где используется свастика. «Возможно, материал размещал не он сам, но администрация любой группы в социальной сети должна быть готова нести ответственность, в том числе за публичное демонстрирование в группе нацисткой символики и атрибутики, экстремистских материалов и всего остального, за что предусмотрена ответственность», - заявила глава пресс-службы Марина Шихова. Сам Романчев рассказал, что «инициатор дела решил таким образом прославиться в городе,», либо что у полиции «под Новый год горит план по экстремистам». По административной статье о пропаганде нацизма Романчеву грозит штраф до 2 тысяч рублей либо арест на срок до 15 суток.

 

ДЕКАБРЬ, 4

Томас Нильсен

Московский городской суд отказал главному редактору норвежского издания The Independent Barents Observer Томасу Нильсену в иске к ФСБ России. Об этом сообщил адвокат Иван Павлов, руководитель «Команды 29», которая представляет интересы Нильсена. В иске Нильсен требовал признать незаконным решение ФСБ о пятилетнем запрете журналисту на въезд в Россию. «Как и во многих процессах, в которых участвует ФСБ России, в деле Нильсена суд и спецслужба не допустили нашего юриста к исследованию документов, содержащихся под грифом секретности. К ним отнесли, например, само решение ФСБ о не разрешении въезда, узнать о причинах которого ни мы, ни Томас Нильсен до сих пор не смогли, - прокомментировал решение суда Павлов. - Мы продолжим оспаривать решение в вышестоящих инстанциях». В марте 2017 года Нильсен, главный редактор норвежского издания The Barents Observer, пытался въехать в Россию через пункт пропуска «Борисоглебск». У него была аккредитация и пятилетняя российская виза, однако российские пограничники не впустили его, сообщив, что журналисту на пять лет запрещен въезд в Россию по соображениям государственной безопасности. Позднее посольство России в Норвегии сообщило, что запрет на въезд Нильсена связан с российскими стоп-листами, созданными в ответ на присоединение Норвегии к антироссийским санкциям. Ранее во въезде в Россию отказали двум депутатам норвежского парламента, оказавшимся в российском санкционном списке.

 

ДЕКАБРЬ, 5

Издательский дом «Все для Вас – Анапа»

Антон Филимонов

В Анапский городской суд (Краснодарский край) поступило четыре иска о защите чести, достоинства и деловой репутации от директора Центрального рынка города Дмитрия Дьяконенко. Претензии предъявлены местному издательскому дому «Все для Вас – Анапа» и главному редактору интернет-сайта «Блокнот Анапы» Антону Филимонову. Сейчас все иски объединены в одно дело, и общий размер компенсации морального вреда, которую требует истец, составляет 1,45 млн рублей. Кроме того, в арбитражный суд поступил еще один иск – уже от ООО «Центральный рынок». Конфликт начался летом нынешнего года, когда журналисты «Блокнота Анапы» пришли на Центральный рынок города, чтобы проверить содержание нитратов в продающихся там овощах и фруктах. По словам сотрудников издания, их действия вызвали агрессивную реакцию у директора рынка, который стал им угрожать физической расправой. После этого инцидента, в июле, на сайте «Блокнота Анапы» и в газете «Все для Вас – Анапа» появились публикации, излагающие произошедшее на рынке. А директор рынка Дмитрий Дьяконенко обратился в суд с иском, в котором требовал опровергнуть опубликованные сведения, а также взыскать с ООО «Все для Вас – Анапа» и главного редактора «Блокнота Анапы» совокупно 1 млн рублей. Журналисты издательского дома продолжили освещать конфликтую тему, в результате чего в тех же изданиях в сентябре – октябре появились новые публикации, героем которых стал директор Центрального рынка. Тот, в свою очередь, после выхода каждого материала подавал новый иск тем же ответчикам, требуя за каждую статью компенсацию в 150 тыс. рублей и опровержение сведений. Решается вопрос о назначении лингвистической экспертизы по спорным публикациям.

 

 

ДЕКАБРЬ, 5

«Голос Америки»

Радио Свобода

Телеканал «Настоящее время»

Татаро-башкирская служба Радио Свобода

«Сибирь.Реалии»

«Idel.Реалии»

«Фактограф»

«Кавказ.Реалии»

«Крым.Реалии»

Министерство юстиции России внесло в список иностранных агентов «Голос Америки» и «Радио Свобода». Помимо этого в список попали семь проектов «Радио Свобода»: телеканал «Настоящее время», Татаро-башкирская служба «Радио Свобода», «Сибирь.Реалии», «Idel.Реалии», «Фактограф», «Кавказ.Реалии» и «Крым.Реалии». По принятому в ноябре закону эти СМИ обязаны будут отчитываться перед Минюстом о своей деятельности, а также указывать в своей продукции, что они - иностранные агенты. Ведомство пока не представило описание того, как должна выглядеть такая маркировка. Глава временной комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета Андрей Климов заявил, что пока список расширяться не будет. «Наши меры были абсолютно зеркальными в ответ на притеснение российских СМИ в США, и если ничего нового с той стороны здесь не произойдет, у нас нет оснований расширять этот список», - заметил сенатор. Все внесенные в реестр СМИ ранее были предупреждены минюстом, что новые положения закона об иностранных агентах могут быть применены против них. По закону иностранным агентом можно признать любой источник информации, который находится за рубежом и получает иностранное финансирование. Помимо законодательных ограничений Госдума и Совет Федерации планируют запретить СМИ - иностранным агентам доступ в парламент. Российский закон о статусе иностранного агента для СМИ был принят в ответ на то, что аналогичный статус в США получил гостелеканал RT. Помимо этого канал лишили аккредитации в американском Конгрессе.

 

ДЕКАБРЬ, 5

«Голос Америки»

Радио Свобода

Телеканал «Настоящее время»

Татаро-башкирская служба Радио Свобода

«Сибирь.Реалии»

«Idel.Реалии»

«Фактограф»

«Кавказ.Реалии»

«Крым.Реалии»

Журналистам из СМИ, признанных минюстом иностранными агентами, запрещено посещать Совет Федерации. Об этом РБК сообщил председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас. «В соответствии с законом о СМИ-иноагентах и решением минюста России, решением комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности установлен запрет на посещение Совета Федерации представителями СМИ-иноагентов», - сообщил сенатор. Утром 5 ноября министерство юстиции внесло в список иноагентов «Голос Америки», «Радио свободная Европа/ Радио Свобода» (РСЕ/РС). Иноагентами также были признаны телеканал «Настоящее время», «Татаро-башкирская служба Радио Свобода», «Сибирь.Реалии», «Idel.Реалии», «Фактограф», «Кавказ.Реалии» и «Крым.Реалии». В России закон называют ответной мерой на действия американских властей, которые обязали компании, обслуживающие российский телеканал RT America, зарегистрироваться в качестве иностранных агентов. В ноябре RT лишили аккредитации в конгрессе США.

 

ДЕКАБРЬ, 6

«Голос Америки»

Радио Свобода

Телеканал «Настоящее время»

Татаро-башкирская служба Радио Свобода

«Сибирь.Реалии»

«Idel.Реалии»

«Фактограф»

«Кавказ.Реалии»

«Крым.Реалии»

Государственная дума Российской Федерации запретила вход в здание журналистам американских СМИ в статусе иностранных агентов. «Госдума считает неприемлемыми любые посягательства на основополагающие права и свободы человека - свободу слова и право на получение и распространение информации», - цитирует РИА Новости постановление нижней палаты российского парламента. Как отмечается в документе, депутаты, «защищая демократические ценности», принимают симметричные меры в ответ на лишение ряда российских журналистов аккредитации при конгрессе США. Госдума предложила сделать аналогичный шаг законодательным собраниям регионов.

 

ДЕКАБРЬ, 6

Портал «Кавказский узел»

Портал «Кавказ.Реалии»

Чеченский омбудсмен будет добиваться закрытия средств массовой информации, которые позволяют себе критиковать ситуацию в республике, сообщает пресс-служба Уполномоченного по правам человека в ЧР. Омбудсмен Чечни Нурди Нухажиев пригрозил преследованием журналистам, которые критикуют власти республики и ситуацию с правами человека в регионе. Уполномоченный намерен обратиться в прокуратуру и Роскомнадзор с требованием проверить те СМИ, в которых, по его мнению, размещена «недостоверная информация». «Наблюдается усиление негативного потока информации, направленной на дискредитацию общественно-политической системы в Чеченской Республике», - сообщил Нухажиев. По словам омбудсмена, тема нарушения прав человека в Чечне используется лишь в качестве оружия в информационной войне против республики. Журналисты пытаются создать образ «тоталитарной» республики, где нет ни гражданского общества, ни свободы слова, пишет Нухажиев. Дабы доказать, что в Чечне свобода слова все же есть, омбудсмен предложил проверить и закрыть ряд СМИ. В частности, Нухажиев указывает на информационные порталы «Кавказский узел» и «Кавказ.Реалии». Напомним, что ранее чеченский омбудсмен предлагал вовсе отказаться от идеи прав человека в России.

 

ДЕКАБРЬ, 6

Николай Виткевич

В Брянске по решению суда блогер, журналист программы «Вдребезги» Николай Виткевич трое суток проведет под арестом. Виткевича задержали полицейские по делу о хулиганстве в областном управлении ветеринарии. Якобы он нахулиганил, защищая бизнесмена Олега Тарабукина. «Меня обманом выманили, вручив повестку, ни о чем не предупреждая, что против меня что-то готовится, в Советское РОВД, от участкового, даже домой привезли повестку. Я как человек законопослушный по этой повестке пришел. Мне объявили, что я задержан за якобы административное правонарушение… Мне вменяют мелкое хулиганство, то есть я, по мнению этих господ, которые подготовили дело в Советском РОВД, нарушал общественный порядок. Состав статьи: матерился, демонстрировал неуважение к обществу… Я действовал, как журналист, и от лица редакции снимал подачу жалобы Олегом Тарабукиным», – рассказал Николай Виткевич. Уже в ходе заседания суда, которого, сообщил соратник Виткевича по программе «Вдребезги» Александр Коломейцев, не было в судебном графике на сайте суда, где публикуются все дела, запланированные на текущую дату, Виткевич дал комментарий: «Вы можете наглядно увидеть, какое у нас сейчас отношение к журналистам и какое у нас отношение к попыткам организовать честный репортаж с митингов, в частности за отставку администрации», – сказал он.

 

ДЕКАБРЬ, 6

Ольга Никитова

В ФЗГ обратилась москвичка Ольга Никитова. Она сообщила: «В марте 2017 года был обыск, узнала об уголовном деле. Меня обвиняют в распространении через электронную почту ссылки на законный на тот момент текст. Экстремистским его признали гораздо позже. Уголовное дело возбудили в ноябре 2016 года, распространение вменяют в марте 2015 года. То есть прошло полтора года с момента возбуждения уголовного дела. С 2015 года велась прослушка моего телефона и просматривалась электронная почта официально через решение суда. Об этом я узнала из материалов уголовного дела. Нашли свидетеля, который значился у меня в рассылке, который сказал, что я хотела свергнуть власть, бред полнейший. Кроме его показаний никаких подтверждений в деле нет. Было проведено две экспертизы. Экспер-лингвист ФСБ не обнаружила признаков экстремизма. Зато математик Крюкова нашла полный набор того, что от нее затребовал Кунцевский следственный отдел. Писала жалобы по этому поводу в прокуратуру. Прокуратура решила, что следственный отдел сделал все правильно. Со стороны защиты была представлена серьезная доказательная база моей невиновности. Но, несмотря на отсутствие вины, в июне этого года была осуждена Ольга Авилкина по похожему обвинению. И этот приговор приобщен к моему делу».

 

ДЕКАБРЬ, 6

«Новая газета»

Ирек Муртазин

Фонд «Ямал» подал иск к «Новой газете» и спецкору издания Иреку Муртазину за публикацию материала о «золотом унитазе». Об этом сообщает интернет-издание «Сибирь.Реалии». Согласно информации из картотеки, арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск. Директор некоммерческой организации «Региональный инновационно-инвестиционный фонд «Ямал» Михаил Быков в разговоре с корреспондентом «Сибирь.Реалии» отказался объяснить суть претензий к «Новой газете». Он считает, что они «и так понятны» и связаны с недостоверной информацией о реконструкции. На сайте суда категория дела указана как «экономические споры по гражданским правоотношениям», без подробностей.


 

ДЕКАБРЬ, 6

Съемочная группа телеканала «Ермак»

В Екатеринбурге суд смягчил приговор напавшим на журналистов съемочной группы телеканала «Ермак» и юриста Ивана Волкова отцу и сыну Лущиковым. Инцидент между Лущиковыми и журналистами «Ермака» произошел 28 июля 2016 года. Тогда репортеры приехали в автосервис АвтоMaster на улице Шефской, чтобы снять сюжет о конфликте Лущиковых с юристом Иваном Волковым. Когда журналисты начали запись, сотрудники автосервиса попытались этому воспрепятствовать – отобрали у оператора видеокамеру, началась драка. В итоге – у Волкова сломан палец руки, а ущерб журналистов от повреждения аппаратуры составил 979 тысяч рублей. Суд, по словам Волкова, не усмотрел в полученном мужчиной переломе пальца причинения вреда средней тяжести. Однако в части нападения на журналистов суд остался непреклонен. Срок обоим мужчинам уменьшили на несколько месяцев. Изначально он составлял 1 год 9 месяцев. Теперь одному из Лущиковых грозит 1 год 6 месяцев, а второму - 1 год 7 м

 

Вечерние ведомости, 6 дек                                            длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 6

Все СМИ

Салон компьютерной техники «НИКС» в Москве регулярно нарушает законы России. Охрана салона на Звездном бульваре, 19 запрещает вести съемку в помещении, что противоречит Конституции РФ (статья 29 часть 4 гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом).

 

Блокнот, 6 дек                                                  отказ в инф – 3 раза

 

ДЕКАБРЬ, 7

Майкл Бом

Американский журналист Майкл Бом сообщил на своей странице в Facebook, что московская полиция приехала к нему для «стандартной проверки документов иностранцев». В разговоре с РБК Бом пояснил, что полицейские пришли к нему в квартиру, расположенную в Левобережном районе Москвы. «Были два полицейских в форме и два сотрудника в штатском, как они объяснили, что из миграционной службы», - сказал он РБК. «Попросили меня проехать с ними в отделение полиции, что я и сделал. Я же законопослушный. Все обошлось без наручников», - написал журналист в Facebook. По словам Бома, в отделении полиции попросили написать «объяснительную», хотя нарушений с его стороны не было. «Регистрация у меня есть (сообщения в СМИ неправильные, когда написали, что я без регистрации). Жалко времени, конечно (1,5 часа в целом потратил на это), но правило есть правило», - написал Бом, отметив, что полицейские «не объяснили, почему они решили осчастливить меня каким неожиданным домашним визитом». РБК направил запрос в ГУ МВД по миграции по Москве. Майкл Бом - американский журналист, около 20 лет живет и работает в Москве. До 2014 года вел рубрику «Мнения» в газете The Moscow Times. Регулярно участвует в политических ток-шоу российских телеканалов, ведет колонки и эфиры на «Эхе Москвы».

 

РБК, 7 дек                                                          другое

 

ДЕКАБРЬ, 8

Съемочная группа РЕН ТВ

Инцидент со съемочной группой РЕН ТВ произошел в коттеджном поселке под Москвой. Конфликт случился во время съемок под Апрелевкой. Как рассказал оператор телеканала, он уже успел завершить видеосъемку и как раз выключал камеру, когда к нему подъехал сначала один, а затем второй джип. Из машин вышли крепкие мужчины без какой-либо униформы (форма одежды была свободная - куртки, спортивные штаны). Они стали спрашивать, что журналист снимает, не предъявляя никаких документов. А затем - когда оператор попытался снять происходящее - ударили и разбили технику. По словам оператора, нападавшие - не охрана поселка, въезд в населенный пункт совершенно свободный.

 

РЕН ТВ, 8 дек                       повреждение видеоаппаратуры / отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 8

Съемочная группа телепрограмма «Излом»

Во время рейда по Сургуту произошел инцидент - на оператора программы «Излом» набросилась женщина. Все случилось вечером. После того, как в дежурную часть города поступило сообщение о драке, на место происшествия выехали бойцы Росгвардии и экипаж патрульно-постовой службы. В сопровождении командира батальона ППС на место приехала и съемочная группа «Излома». Основная цель такого сотрудничества - освещение работы правоохранителей. К моменту прибытия драки уже не было. Однако рядом с продуктовым магазином стояла толпа людей, которая что-то громко обсуждала. Одна из присутствующих там женщин, увидев корреспондентов, начала кричать, чтобы ее не снимали, хотя камера была направлена в другую сторону. Тем не менее, эмоциональная леди, подбежала к оператору и выбила камеру из его рук. От удара повредилось защитное стекло камеры. По факту случившегося журналисты программы «Излом» написали заявление в полицию.

 

CiTV.Ru, 11 дек            повреждение видеоаппаратуры / отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 10

Константин Пронякин

Ирина Харитонова

В 2011 году за статью «Полномочное древо Виктора Ишаева» на сайт, газету «Хабаровский экспресс» и журналистов Константина Пронякина и Ирину Харитонову четыре генерала и депутат Госдумы РФ от «Единой России» подали сразу шесть однотипных исков. Тексты исковых заявлений были написаны как под копирку и поданы в один день в один суд. Каждый из истцов потребовал компенсации морального ущерба в 500 тыс. рублей, то есть, объединенная сумма исков была в 3 миллиона 240 тысяч рублей. Каждый иск начинался так: «Из контекста статьи следует, что в Хабаровском крае создано преступное сообщество». Всех истцов представлял в суде дорогостоящий хабаровский адвокат Юрий Кулешов. Три года продолжались суды против журналистов. Ответчики вели на сайте хронику судебных преследований, где выкладывали все документы. Суд признал несоответствующими действительности ряд утверждений и постановил авторам статьи выплатить за причинённый моральный ущерб на общую сумму в 210 тысяч рублей. Правда, только двое из истцов потребовали деньги с журналистов, Константин Пронякин отдал их с зарплаты, а у Ирины Харитоновой арестовывали пенсионный счет, потому, что во время этих тяжб учредитель с ней не продлил контракт, и она стала безработной. Журналисты обратились в Европейский суд по правам человека, подав восемь заявлений. Пять из них Европейский суд счел приемлемыми и сделал соответствующий запрос государству-ответчику, то есть, правительству РФ, которое теперь должно ответить на главные вопросы, связанные со стандартами Конвенции о защите прав человека: была ли нарушена свобода выражения мнений? Провели ли отечественные суды балансировку между необходимостью защиты репутации истцов и правом журналистов разглашать информацию, представляющую общественный интерес?

 

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)           длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 11

Телеканал ТНТ

Около 50 уроженцев Кавказа попытались ворваться в офис телеканала ТНТ. На место событий был вызван ОМОН. Причиной, как сообщалось на сайте телеканала, стала шутка в программе «Comedy Woman» про ингушскую девушку из службы эскорта. Люди, пришедшие к зданию канала, расценили этот номер как оскорбление. О недовольстве и возмущении заявили в постоянном представительстве Ингушетии в Москве. Программа вышла в эфир 8 декабря. По данным интернет-издания «Медуза», с тех пор извинения за эту шутку уже принесли компания Comedy Club Production, которая выпускает передачу, лично генеральный директор компании Андрей Левин и актриса Екатерина Скулкина, сыгравшая хозяйку эскорт-агентства. Она сообщила, что видео номера удалили из всех интернет-ресурсов.

 

ОВД Инфо,12 дек                                            другое

 

ДЕКАБРЬ, 11

Все СМИ

В Вене состоялось мероприятие, посвященное борьбе с безнаказанностью за преступления против журналистов. Встречу организовало Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ в сотрудничестве с Лабораторией управления СМИ и медиаиндустрии факультета коммуникаций Венского университета. В Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ подчеркивают, что в 2016 году количество угроз отдельным журналистам и СМИ достигло рекордного уровня. В борьбе с безнаказанностью преступлений отсутствует прогресс. В более чем 90% случаев насилия в отношении журналистов в регионе ОБСЕ исполнители и вдохновители преступлений не привлекаются к ответственности. На встрече в Вене собрались эксперты Совета Европы, ЮНЕСКО, организаций «Репортеры без границ, Международной федерации журналистов, Европейской федерации журналистов, Ассоциации европейских журналистов, Артикль 19, Комитета по защите журналистов, Индекса о цензуре и других организаций. Среди выступавших - Арлем Дезир, Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, Катарина Сарикакис, профессор медиа-индустрии, медиа-организаций и управления СМИ (Венский университет), Гай Бергер, руководитель отдела ЮНЕСКО по вопросам свободы слова и развития средств массовой информации, Томас Хьюз, исполнительный директор Артикль 119, и другие. В ходе мероприятия обсуждались практические, методологические и этические проблемы в процессе сбора информации и мониторинга убийств журналистов; вопрос о разработке надежных методологий и совместных действий для составления наиболее точных и всеобъемлющих данных стал основной темой круглого стола, в ходе которого были рассмотрены пути повышения безопасности журналистов. Представитель ФЗГ в своем выступлении обратил внимание присутствующих на то, что в последнее время увеличилось количество угроз, которые имеют последствия. Были приведены результаты недавнего исследования, проведенного ФЗГ и Центром защиты прав СМИ, в ходе которого было установлено, что более трети угроз  имели  последствия. Так, с января 2004 год по сентябрь 2017 года после предварительных угроз убито 11 журналистов; 59 журналистов, ранее получавших угрозы, стали объектом нападений; были вынуждены уехать из России вследствие угроз 16 журналистов, двое из которых – корреспонденты ФЗГ. Поэтому было предложено требовать расследований не только убийств и нападений, но и угроз, то есть, начинать борьбу с безнаказанностью, не дожидаясь тяжких преступлений. Кроме того, пришлось констатировать, что именно отъезд из страны является в настоящее время единственным надежным способом  борьбы с безнаказанностью, так как правоохранительные органы чрезвычайно редко расследуют преступления против журналистов и СМИ.

 

**

 

ДЕКАБРЬ, 11

Анатолий Цыганков

Петрозаводский суд продолжил рассматривать иск руководителя Госкорпорации развития Карелии, депутата Заксобрания Леонида Лиминчука к журналисту и политологу Анатолию Цыганкову. Леонид Лиминчук счел нужным защитить свои честь, достоинство и деловую репутацию после публикации статьи Анатолия Цыганкова «Продажные депутаты парламента Карелии?» на сайте «Политика Карелии» 20 апреля 2017 года. Со слов участников судебного заседания явствует, что в материале Анатолий Цыганков анализирует события в карельском парламенте, приведшие к ликвидации должности вице-спикера, которую последним занимал Андрей Мазуровский. Кроме того, в материале приводятся отрывки эмоциональной речи депутата Мазуровского, сказанной им на заседании Законодательного собрания 20 апреля 2017 года. Из слов этого парламентария можно сделать предположение, что в Законодательном собрании Карелии применяется практика торговли должностями и в ней могут быть замешаны несколько депутатов, в том числе и Лиминчук. Анатолий Цыганков такое предположение в статье сделал, основываясь на словах Мазуровского. После этого Леонид Лиминчук подал на него в суд, потребовав выплаты более 3,3 миллиона рублей и заявив, что после публикации Цыганкова он претерпел страдания. Анатолий Цыганков и его адвокат уверены в своей правоте и праве журналистов критически оценивать работу органов любой ветви власти. Суд удовлетворил ходатайство стороны истца и назначил лингвистическую экспертизу, которую будут проводить два специалиста из Санкт-Петербурга. Судебное расследовании продолжится уже в следующем году.

 

Республика, 11 дек                                           длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 11

Николай Батавин

Верхнеуральский районный суд (Челябинская область) восстановил в должности главного редактора газеты «Красный уралец» Николая Батавина, уволенного по решению учредителей издания. Как пояснила Znak.com помощник председателя суда Амина Байжиенова, суд признал незаконным решение совета АНО «Редакция газеты «Красный уралец» от 20 сентября 2017 года, а также еще одно аналогичное решение совета, принятое позже. Николай Батавин вышел на работу. Решение об увольнении Николая Батавина было принято в связи с тем, что у него не сложились отношения с главой района Сергеем Айбулатовым. Главред признается, что они не встречались более года. Однако сам Батавин отставку не принял, как и коллектив газеты. Журналисты даже написали письмо губернатору Челябинской области Борису Дубровскому. С заявлением в поддержку редактора «Красного уральца» выступил Союз журналистов Челябинской области. Там дважды собирались, чтобы выслушать все заинтересованные стороны, в итоге учредителям не удалось ничем подтвердить высказанные претензии, а также пояснить, почему после того, как работу главного редактора признали удовлетворительной, его решили уволить.

 

Znak.Com, 11 дек                                                        длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 12

Сергей Мохов

Издатель журнала «Археология русской смерти», муж юриста Фонда борьбы с коррупцией Любови Соболь, социолог Сергей Мохов повторно направил заявление в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В 2016 году на Мохова напал человек, который вколол ему в ногу неизвестную жидкость, от чего он потерял сознание. Прокуратура при этом долго отказывалась возбуждать уголовное дело. Об этом сообщает «Открытая Россия», юристы которой сопровождают дело в суде. Ранее ЕСПЧ признал жалобу Мохова неприемлемой, т. к. защита прошла не все инстанции в России. Как считает адвокат Сергей Бадамшин, отказы в возбуждении уголовного дела нарушают статьи 2, 3 и 13 Конвенции о правах человека («Право на жизнь», «Право на защиту от бесчеловечного обращения», «Право на эффективное средство правовой защиты»). Вечером 25 ноября на Мохова напал человек, который вколол в ногу Мохову некую жидкость, от чего он потерял сознание. Сам Мохов связывал произошедшее с публикацией его исследования похоронного бизнеса. В январе 2017 года полиция отказалась возбуждать уголовное дело по факту нападения, а месяцем раньше материалы проверки вообще потерялись.

 

ОВД Инфо,12 дек                                                      длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 12, 13

Сайт «Открытая Россия»

Роскомнадзор заблокировал доступ к сайту «Открытая Россия». В организации считают, что ведомство заблокировала сайт по ошибке, перепутав ее с одноименной лондонской организацией. На следующий день Роскомнадзор назвал причину блокировки доступа к сайту проекта «Открытая Россия». В его сообщении указано, что блокировке подлежат все ресурсы, которые, по мнению Генпрокуратуры, распространяют материалы нежелательных на территории России организаций. Как сообщает ведомство, эти меры предпринимаются в соответствии с поправками к закону об информации, согласно которым доступ к публикующим такие материалы сайтам может быть заблокирован без решения суда.

 

Спектр, 13 дек                                       блокировка сайта

 

ДЕКАБРЬ, 13

Ян Кателевский

В Домодедово (Московская область) в местном суде задержаны слушатели на одном из судебных процессов, блогер Ян Кателевский и его жена Мария. Об этом пишет «Медиазона» со ссылкой на самого Кателевского. Ян Кателевский пришел на одно из открытых заседаний районного суда, в котором рассматривалось дело о превышении должных полномочий судебным приставом. Перед началом заседания Кателевский поставил на стол микрофон для аудиозаписи процесса. Увидев это, судья заявила о запрете аудиозаписи в зале. Кателевский начал спорить с судьей и просить привести соответствующие нормы закона. В ответ на это судья вызвала приставов и прокурора. На Ян Кателевского и его жену составлены протоколы за неисполнение распоряжения судьи (статья 17.3 КоАП). При этом пункт 7 статьи 10 Гражданско-процессуального кодекса позволяет без разрешения производить письменную и аудиозапись в открытом гражданском процессе: «Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Кино- и фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет допускаются с разрешения суда».

 

ОВД Инфо, 13 дек                                       задержание / отказ в инф / другое

 

ДЕКАБРЬ, 13

Телеканал «Радонежье»

Телеканал «Радонежье» (Московская область)  сообщил о нападении на одного из своих коллег, которое случилось поздним вечером в Сергиевом Посаде. Журналист телеканала подвергся хулиганскому нападению около 23 часов возле гостиницы на ул. Сергиевской, на участке между Смотровой площадкой и проспектом Красной Армии. Пострадавший рассказал, что нападавшие были нацелены на прямой конфликт, уйти от которого было фактически невозможно. К тому же состояние хулиганов явно усугубил выпитый алкоголь. После состоявшейся драки преступники скрылись в направлении Смотровой площадки. О нападении было немедленно заявлено в полицию, ведется розыск преступников и возможных очевидцев произошедшего инцидента. Запись с камер видеонаблюдения уже находится в распоряжении сотрудников МВД, ведущих расследование.

 

Сергиевские ведомости, 14 дек                      другое

 

ДЕКАБРЬ, 13

Радиостанция «Восток России»

Арбитражный суд Хабаровского края (судья И. Лазарева) отказал Комитету по печати и массовым коммуникациям правительства края в удовлетворении его исковых требований к радиостанции «Восток России». Мы уже сообщали, что в апреле этого года краевая радиостанция «Восток России» подверглась нескольким проверкам. Сначала Комитет по печати и массовым коммуникациям озаботился ее неэффективной хозяйственной деятельностью, предложив губернатору ликвидировать ООО, а радиостанцию сделать филиалом некой некоммерческой организации. Затем последовала прокурорская проверка по поводу якобы двойной оплаты из бюджета края за одни и те же материалы. Генеральный директор радиостанции Евгения Разлатая тогда объяснила ФЗГ, что камнем преткновения была техническая ошибка. Впоследствии она была устранена и никаким образом не могла повлиять на увеличение или уменьшение запрашиваемой субсидии. Комитет по печати и массовым коммуникациям правительства Хабаровского края обратился в Арбитражный суд края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Радио Хабаровского края» (летом 2017 года ООО «Радиостанция Восток России» поменяло название) о взыскании полученной из краевого бюджета субсидии в размере 3 421 061 рублей. И вот итог: спорные информационные материалы продолжительностью, которые так возбудили Комитет, не являются нарушением условий предоставления субсидии. «Условия предоставления субсидии, целевой характер использования субсидии, показатели результативности предоставления субсидии подтверждены материалами дела, оснований для возврата субсидии не имеется», - говорится в решении суда.

 

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)                  длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 13

Алексей Назимов

Верховный суд Крыма оставил под стражей редактора алуштинского издания «Твоя газета» Алексея Назимова до 21 января 2018 года. Его обвиняют в вымогательстве (ст. 163 УК) у представителя партии «Единая Россия». Об этом пишет «Крым. Реалии». Суд отказался удовлетворить апелляционную жалобу защиты и даже удалил Назимова во время процесса из зала суда за нарушение порядка. Адвокат Алексей Ладин считает, что обвинение не представило никаких оснований содержания Назимова под арестом. По версии следствия, Назимов вымогал деньги у представителя алуштинского отделения «Единой России» за не публикацию материалов, порочащих членов этой партии. Его и депутата российского горсовета Алушты Павла Степанченко задержали 4 октября 2016 года по подозрению в коммерческом подкупе и посредничестве. Степанченко проходит по делу как соучастник. Обоих содержат в СИЗО. Еще один обвиняемый по этому делу, видеооператор Андрей Облезов, находится под домашним арестом. 19 июля Назимова избили конвоиры в суде, когда он знакомился с материалами дела. В ноябре Алексей Назимов заявил, что взял деньги от представителя «Единой России», опасаясь физической расправы

 

ОВД Инфо, 8 дек                                                     длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 13

ИД «Компаньон»

Ленинский районный суд Перми 13 декабря признал необоснованным иск к ООО «РИА ИД «Компаньон», учредителю делового еженедельника «Новый компаньон». Компенсацию морального вреда на общую сумму 1 млн рублей требовали трое экс-чиновников и действующий адвокат. ФЗГ рассказывал о споре, который начали бывшие заместители руководителя теруправления Росимущества по Пермскому краю Галина Постаногова и Андрей Баев, экс-начальник правового отдела этого ведомства Юрий Подпалый и адвокат Михаил Постаногов. Истцам не понравились четыре фразы из заметки «Чарльз Батлер «ушел в бега», опубликованной 14 февраля 2017 года в газете и на ее сайте. Хотя А. Баев и Ю. Подпалый в тексте вообще не упомянуты, оба юриста узнали себя в словах «ответственные сотрудники Росимущества написали заведомо проигрышный отзыв, даже не явились в суд и проиграли». Супруги Постаноговы обиделись на единственное предложение с их фамилией: «Случайно или нет, но защитником Батлера является адвокат Михаил Постаногов, муж Галины Постаноговой, находившейся на руководящем посту территориального управления Росимущества во время приватизации участков». Каждый истец оценил свои нравственные страдания в 250 тыс. рублей. В ходе четырех судебных заседаний выяснилось, что адвокат М. Постаногов не защищал сына английского лорда Ч. Батлера, заподозренного в злоупотреблении полномочиями и объявленного в розыск. Но чем такая неточность порочит честь и достоинство, данный истец пояснить не смог. Против доводов, изложенных истцами, представитель ответчика Анастасия Серебрянская использовала их же доказательства. В лингвистическом исследовании, выполненном по заказу истцов, доцент Пермского госуниверситета Нина Васильева расценила спорные фразы как «оценочное суждение» и «рассуждения автора». Высказанные мнения и убеждения не являются предметом судебной защиты, напомнила юрист А. Серебрянская.

 

Информация Михаила Лобанова (Пермь)                   длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 13

Сетевые СМИ

Роскомнадзор пригрозил сетевым СМИ блокировкой за публикацию материалов «нежелательных» организаций. Соответствующие разъяснения помещены на сайте ведомства. Новая редакция закона об информации, отмечает РКН, предусматривает, что ведомство по требованиям генпрокурора или одного из его заместителей ограничивает доступ к сайтам с информацией «нежелательных» НПО. Положения этого закона, указывается в разъяснениях, «распространяются на все интернет-ресурсы вне зависимости от того, является ли сайт зарегистрированным средством массовой информации или нет». Ранее стало известно, что РКН потребовал от Twitter удалить аккаунт «Открытой России», пригрозив в противном случае заблокировать весь сервис. Twitter ответил отказом, заметив, что аккаунт «Открытой России» не распространяет никакой информации с нарушением закона, а сама российская организация, в отличие от одноименных зарубежных, к числу «нежелательных» не отнесена. Действия Генпрокуратуры и РКН администрация сервиса расценила как «политическое давление на свободу слова». РКН 12 декабря заблокировал доступ к сайтам «Открытой России». При этом никаких уведомлений о блокировке администраторы ресурсов не получали.

 

Грани.Ру, 13 дек                                                    другое

 

ДЕКАБРЬ, 13

Мария Карпенко

Заксобрание Санкт-Петербурга ввело ограничения для посещения своих заседаний. Корреспондента «Коммерсанта» Марию Карпенко не пустили в зал пленарных заседаний Заксобрания Санкт-Петербурга. Сотрудники аппарата регионального парламента объяснили, что в зал запрещено проходить с рюкзаком «из соображений безопасности». Прежде таких ограничений не было. Документ, регламентирующий запрет проносить рюкзаки в зал, они предоставить не смогли. При этом на входе в Мариинский дворец, где расположено Заксобрание, стоят металлоискатели и сумки всех посетителей просвечивают через рентген. Ранее в петербургском заксобрании уже вводились ограничения - например, недавно депутатам и другим посетителям запретили входить в Мариинский дворец без галстуков. Идеологом такого рода запретов обычно выступает начальник управления материально-технического обеспечения Заксобрания Алена Кукушкина. Спикер регионального парламента Вячеслав Макаров наградил ее особым знаком «За безупречную службу Петербургу» - он сказал, что госпоже Кукушкиной приходится сталкиваться с трудностями, отстаивая порядок, который ей удалось навести в Мариинском дворце.

 

КД, 13 дек                                               отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 13

Алексей Тарасов

Корреспондента «Новой газеты» Алексея Тарасова не пустили в Боградский районный суд (Хакасия) на открытый процесс по лишению прав на опеку. При этом журналисту ничего не стали объяснять.

 

Информация Михаила Афанасьева (Абакан)                  отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 14

Елена Зиминова

«Ваша боровичская газета»

Новгородский областной суд отменил решение, принятое в Боровичах по иску Алексея Костюхина к известной журналистке Елене Зиминовой. В июне 2016 года в «Вашей боровичской газете», выпускаемой тиражом 999 экземпляров, была опубликована статья, в которой упоминалось, что сын главы района в 2013 году за 250 тысяч рублей арендовал земельный участок на улице Льва Толстого, об аукционе на аренду которого, будто бы, не было широко известно. Журналист сделала вывод: «Формально всё, конечно, законно. Но с морально-этической точки зрения выглядит подозрительно». Алексей Костюхин, который в 2016 году участвовал в выборах в областную думу, посчитал эти заявления оскорбительными. Он потребовал опровержения опубликованных сведений и пытался взыскать с учредителя газеты Александра Семёнова и с журналистки по 500 тысяч рублей (см. монитор за январь 2017 года). Журналистка в суде высказала мнение, что иск преследует со стороны семьи Костюхиных цель – оказать давление на газету. Суд пришёл к выводу: земельный участок арендован Костюхиным по договору, подписанному главой Боровичей Борисом Преображенским – после того, как он выиграл аукцион, предложив самую высокую цену. Основываясь на экспертизе, сделанной в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, Боровичский суд признал сведения в статье порочащими честь и достоинство Костюхина. Обязал опровергнуть их, а также обязал Семёнова и Зиминову выплатить Костюхину по 10 тысяч рублей. Проигравшие оспорили это решение в областном суде. Как сообщила пресс-служба Новгородского областного суда, была назначена новая лингвистическая экспертиза. Её выполнило АНО «Центр экспертно-правовой помощи и разрешения конфликтов» из Панковки. Эта экспертиза сделала вывод, что статья не содержит нарушения закона, а лишь выражает мнение журналиста. Решение Боровичского районного суда было отменено. Незадолго до этого «Ваша боровичская газета» выиграла суд у экс-мэра Боровичей и супруга бывшей главы района – Александра Костюхина. Он тоже обвинял её в распространении порочащих сведений.

 

ВНовгороде.Ру, 14 дек                                     ИСК

 

ДЕКАБРЬ, 15

Сайт Sports.ru

С сайта Sports.ru удалили читательскую статью о Рамзане Кадырове и команде «Ахмат». Руководство издания объяснило, что материал исчез, потому что его автор использовал псевдоним. В ночь на 15 декабря пользователь спортивного сайта Sports.ru опубликовал материал о главе Чечни Рамзане Кадырове и футбольном клубе «Ахмат» из Грозного. Его удалили по неизвестным причинам. Статья с заголовком «Своего первого русского я убил в 16 лет». Жизненный путь Героя России» вышла в блоге «Осторожно, оратор». В разделе «Трибуна» любой зарегистрированный пользователь вправе писать заметки на спортивную тему. В материале содержатся неоднократные заимствования из «Медузы», Би-би-си и «Википедии». Пост исчез со Sports.ru 15 декабря, но остался в кэше Google и архиве интернет-сайтов The Wayback Machine. Позже автор блога Дмитрий (ник - dstrebok) опубликовал второй пост, указав, что его материал удалили без объяснения причин. Объяснения автора также удалили с сайта, они сохранились в кэше. Редакция Sports.ru сначала не объяснила причины удаления материала. TJ направил запрос гендиректору издания Дмитрию Навоше и главному редактору Юрию Дудю. В своём твиттере Навоша объяснил, что редакция предлагала читателю подписать материал своим именем, «чтобы не перекладывать риски на других». В комментарии TJ гендиректор Sports.ru уточнил, что сотрудникам издания автор статьи пока так и не ответил.

 

T Journal, 15 дек                                           цензура

 

ДЕКАБРЬ, 15

Эрик Чернышев

Известного в Хакасии саяногорского журналиста Эрика Чернышева признали виновным в клевете на депутата Верховного Совета Хакасии Илью Ульянова. В ряде журналистских расследований он заявил о продаже региональным отделением партии «Коммунисты России» Ульянову депутатского места в парламенте Хакасии. Их двух мандатов, полученных на прошлых выборах в Верховный Совет, один партия продала, утверждает Чернышев. Счастливым обладателем места в законодательном органе республики стал некий житель Нижегородской области Илья Ульянов. Чернышев считает, что мандат нижегородцу «откатил» лидер регионального отделения партии, депутат Верховного Совета Хакасии Денис Бразаускас. У хакасских силовиков оказались свои взгляды на политическую полемику. Они возбудили уголовное дело в отношении Эрика Чернышева. Он, мол, оклеветал депутата Ульянова. Расследованием по заявлению же самого журналиста о фальсификации избирательных документов на выборах в Верховный Совет Хакасии и опросе по этому поводу лидера партии «Коммунисты России» Дениса Бразаускаса следствие рассматривать не озаботилось, сославшись на то, что опросить его лично «не представилось возможным, а на телефонные звонки он не отвечает». В ответ на это смехотворное объяснение Чернышев написал насмешливый текст с просьбой к читателям помочь следователю в розыске недосягаемого депутата. Казалось бы, можно оценить шутку журналиста и жить дальше. Умные люди, разумеется, так бы и поступили. Но именно объявление «Внимание, розыск!» в блоге журналиста и стало основанием для возбуждения против него уголовного дела. На протяжении всего расследования Эрик Чернышев пытался достучаться до здравого смысла следователей и объяснить, казалось бы, простые вещи. Например, что в политике одни деятели априори не могут быть выше других. Закон един для всех. А правоохранительные органы обязаны реагировать на факт нарушения закона. «СК спас честь республики! – говорит Эрик Чернышев. - Привлёк к уголовной ответственности всего одного журналиста вместо двух депутатов».

 

Новый фокус, 15 дек                                                       длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 16, 17

Андрей Арзаматов

Вячеслав Власов

В Казани 16 декабря задержали нескольких человек, которые снимали на камеру отдел полиции №10. Об этом ОВД-Инфо сообщил один из задержанных, член «Комитета по защите прав автомобилистов» Дмитрий Ярмак. Среди задержанных также оказались блогер Андрей Арзаматов и независимый журналист Вячеслав Власов. Полицейские не отпускают никого из отдела и говорят активистам, что они задержаны. При этом протоколов ни на кого не составляли и не предъявляли никаких обвинений. Ярмак рассказал, что активисты зашли в отдел полиции, «нарвались на грубость сотрудников» и попросили позвать руководителя, чтобы сделать ему несколько замечаний - в частности, по поводу того, что на территории ОВД не организована парковка для инвалидов, а «Уголок заявителя» находится в негодном состоянии. Через какое-то время вышел руководитель в штатском. После этого Андрея Арзаматова насильно увели в другое помещение, пытаясь забрать телефон. По словам Ярмака, к Арзаматову применяли физическое воздействие - он кричал что, ему больно. «Я так понимаю, они пытаются отомстить за замечания, за то, что мы вели видеофиксацию и, соответственно, удалить эту видеофиксацию», - сказал Ярмак. Активист также боится, что полицейские могут подкинуть наркотики. По словам Ярмакова, Арзаматов кричал: «Зачем вы ко мне в карманы лезете». На следующий день Приволжский районный суд Казани оправдал четверых человек, задержанных за съемку отделения полиции, в том числе Андрея Арзаматова и Вячеслава Власова,. На них были составлены протоколы по ч. 1 ст. 19.3 КоАП («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»). В протоколах говорится, что активисты вели видеосъемку «дежурной части, где хранится оружие», а на неоднократные требования прекратить съемку и предъявить документы ответили отказом, «тем самым осуществив неповиновение законному распоряжению сотрудников полиции». Судья признал, что в действиях задержанных отсутствовал состав правонарушения. В постановлении отмечается, что в соответствии с 29 статьей Конституции граждане могут свободно искать и получать информацию. Производство по делу активистов прекратили. По словам Ярмака, в отделе Арзаматова увели в помещение, где нет камер, и расцарапали лицо. Кроме того, полицейские полностью отформатировали телефон Арзаматова, на который он снимал видео и вел трансляцию задержания.

 

ОВД Инфо, 16 дек, 17 дек                задержание / отказ в инф – 2 раза / другое

 

ДЕКАБРЬ, 17

Съемочная группа РЕН ТВ

По факту нападения на журналистов РЕН ТВ во время съемок ДТП с Lamborghini проводится проверка. В ГУ МВД по Московской области сообщили, что по факту нападения на съемочную группу РЕН ТВ проводится проверка. Нападение произошло в ночь на 17 декабря на месте ДТП с Lamborghini и фурой.  Неизвестный мужчина попытался выхватить телефон у корреспондента Валентина Горшенина, после чего накинулся на оператора и несколько раз ударил по камере. По словам журналиста, сотрудники ГИБДД, которые работали на месте аварии, никакой помощи съемочной группе не оказали. Позднее нападавший был задержан прибывшими сотрудниками полиции и доставлен в отдел полиции. Фура столкнулась с Lamborghini на 19-м километре Ярославского шоссе. После столкновения КамАЗ перевернулся. В результате ЧП никто не пострадал.

 

РЕН ТВ, 17 дек                                  нападение / отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 18

Светлане Иршенко

В связи с предстоящими выборами главы посёлка Славянка (Приморский край) к главному редактору газеты «Хасанские вести» Светлане Иршенко обратился политтехнолог, представившийся по телефону как Алексей Гавруков. Он настаивал на досрочной публикации 14 ноября хвалебного материала об одном из кандидатов, хотя возможный срок публикации в СМИ был не ранее 25 ноября. Редактор газеты отказался досрочно публиковать материал, так как редакция нарушила бы закон, но столкнулась с ответной реакцией, которую расценила как давление и шантаж со стороны звонившего политтехнолога. В распоряжении Приморского отделения Союза журналистов есть аудиозапись телефонного разговора, где слышно, как мужчина предлагает «сделать ошибку в пользу кандидата» и «поставить блок» на другого претендента на пост главы Славянки, пояснив главному редактору, что является «представителем Кремля и направлен на территорию, чтобы работать на президентских, а затем и губернаторских выборах». В телефонном разговоре политтехнолог также упомянул, что готов «лоббировать выделение средств на газету» в размере около 900 тысяч рублей, если редакция согласится на его условия. Сумма весьма соблазнительная. «Но в этой ситуации потерять лицо, репутацию и, возможно, лицензию в обмен на сомнительные заработки, мы не могли. Мы заявили, что наше СМИ не отдает никаких предпочтений, а лишь предоставляет печатную площадь с равными возможностями и правами для всех. Мы пояснили также, что приветствуем цивилизованные выборные методы и согласны сотрудничать только на этих условиях», – сказала Светлана Иршенко. - Конечно, предвыборная кампания – неплохой шанс для СМИ заработать в рамках закона и помочь жителям познакомиться с кандидатами. Но думаю, что методы воздействия, применяемые такими политтехнологами, в принципе не должны использоваться сегодня». Светлана Иршенко обратилась за помощью в Приморское отделение Союза журналистов России с просьбой о помощи. Там согласились, что подобные действия требуют вмешательства, а районные газеты, которым и так нелегко выживать, необходимо защищать от подобных ситуаций. Виктор Суханов, председатель Приморского отделения Союза журналистов России, прокомментировал: «Мы, как профессиональный союз, всегда внимательно относимся к обращениям наших коллег, особенно если они касаются давления со стороны политтехнологов, представляющих интересы тех или иных сил. Прессе в городах и районах Приморского края сегодня живется очень непросто, ее финансовое положение оставляет желать лучшего, но это не повод манипулировать редакторами, обещая им финансовую поддержку в случае победы определенного кандидата. Мы поддерживаем нашу коллегу Светлану Иршенко в стремлении строго следовать букве закона, и сделаем все от нас зависящее, чтобы привлечь к ситуации в Хасанском районе внимание общественности, администрации Приморского края. А если потребуется – правоохранительных органов».                   

 

Информация Анны Селезневой (Владивосток)              другое

 

ДЕКАБРЬ, 18

СМИ США

Новосибирские областные парламентарии поддерживают решение старших товарищей из Государственной Думы РФ, лишивших права аккредитации представителей американских СМИ, признанным иностранными агентами. По всей вероятности, местное Заксобрание запретит им присутствовать и на своих заседаниях. Об этом сообщил «Коммерсанту. Новосибирск» его председатель Андрей Шимкив: принятие такого запрета планируется, по его словам, в 2018 году. Под запрет попадают, в частности, журналисты сайта «Сибирь. Реалии», недавно созданного на платформе Радио Свобода. Судя по содержанию этого интернет-издания, вряд ли оно сильно пострадает от того, что ему придется обходить Заксобрание стороной. Сайт рассказывает о том, как живут на сибирских просторах обыкновенные люди – учителя, врачи и их пациенты, доярки, механизаторы, рыбаки, строители, обманутые дольщики и т.д., которые в представительных органах власти не заседают. А принимаемые ими решения (как правило, не в пользу этих людей, а в интересах заседающих в этих креслах) легко можно найти в интернете.

 

Информация Георгия Бородянского (Омск)              другое

 

ДЕКАБРЬ, 18

СМИ Тюмени и Екатеринбурга

Как известно, мало найти новость, требуется еще донести ее до читателя. Подписка на СМИ не только дорога, увы, подписчики страдают от недобросовестности «Почты России» – так, читатели «Областной газеты» в Свердловской области рады и тому, что обнаруживают ее в почтовых ящиках 2-3 раза в неделю, то есть с позавчерашними новостями. И с розничной реализацией не все благополучно. Как сообщает информагентство Znak.com, прокуратура Тюменской области провела проверку по факту публикаций в СМИ о попытках мэрии областной столицы уничтожить сети уличных торговых точек, в которых, в основном, продается пресса. По словам владельцев этих сетей, таких, как «Фолиант», «Роспечать» и «Информпечать», мэрия придумала постановление, согласно которому под запрет попадали 428 из 535 ларьков, стоящих на законных пока основаниях. Якобы это объясняется требованиями безопасности - мол, если рядом с киоском прорвет трубу с водой, покупатели окажутся под угрозой. Фантазии на большее, похоже, не хватило. В пресс-службе прокуратуры сообщили, что проверка подтвердила: должностные лица в администрации Тюмени действительно разработали проект постановления, предусматривающий сокращение более чем в три раза нестационарных торговых объектов. Такая деятельность противоречит федеральному и региональному законодательству. И глава администрации Тюмени Александр Моор прислушался (!) к мнению силовиков и общественности подписал постановление, на основании которого схема нестационарных торговых объектов стала бессрочной, ранее она действовала до 31 декабря 2017 года. В Екатеринбурге таких целенаправленных мер по уничтожению киосков вроде бы не предпринималось, они сами «испаряются» с привычных мест. Так, с площади имени 1905 года исчезли сразу два киоска – рядом с памятником вождю пролетариата и у гимназии №9. Свежую прессу найти в центре теперь непросто. Тем более, что в оставшихся киосках она тоже редкость. Ведь из ежедневных местных газет в столице Урала теперь выходит только «Областная», но в розницу она не поступает – торгуется дорого. Да и федеральные СМИ особым спросом не пользуются. Поэтому киоскеры их заказывают по несколько штук, предпочитая делать выручку на так называемой «сопутствующей» продукции. Грустная тенденция.

 

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)         другое – 2 раза

 

ДЕКАБРЬ, 18

Юлия Завьялова

В Волгограде Следственный комитет отказался возбудить уголовное дело по факту преднамеренного повреждения тормозов в машине главного редактора издания «Блокнот Волгограда» Юлии Завьяловой. В машине редактора «Блокнот Волгограда» Юлии Завьяловой 26 ноября на полном ходу отказали тормоза. В этот момент, к счастью, за рулём была не она сама, а её отец, автомобилист с большим стажем. В сложной ситуации ему удалось остановить машину. «У папы стаж вождения больше 30 лет, он смог справиться с машиной в таком состоянии, мне страшно представить, что бы произошло, если бы за руль села я, - рассказывает Юлия. - Видимо, расчет на это и был!». Юлия Завьялова считает, что это было покушение на её жизнь. Юлия должна была, как обычно, отвезти дочь в школу, но накануне попросила отца поехать в автосервис, чтобы поставить на колеса зимнюю резину. Специалисты экспертно-криминалистического центра ГУ МВД по Волгоградской области, куда обратилась журналистка, сделали заключение: у Volkswagen Tiguan был перерезан тормозной шланг, а также выведена из строя система ABS (антиблокировочная система тормозов). «На фрагменте тормозного шланга имеются механические повреждения в виде четырех проколов, которые могли быть образованы таким предметом, как шило, острие ножа, рабочая грань отвертки. На фрагменте провода ABS имеется механическое повреждение в виде разрыва», - к таким выводам пришли криминалисты. Юлия Завьялова считает, что это, скорее всего, была попытка покушения на неё в связи с её профессиональной деятельностью. «Блокнот Волгограда» уверенно занимает первое место по рейтингам СМИ в регионе. На протяжении последних лет «Блокнот» публиковал острые критические материалы о деятельности губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова, чиновников обладминистрации и мэрии, коррупционных связях между властью и бизнесом. После проведения доследственной проверки полиция возбудила уголовное дело только по статье 167 УК РФ («Повреждение имущества») и направила все материалы и данные технических экспертиз в управление Следственного комитета РФ по Волгоградской области для проверки и принятия решения о возбуждении уголовного дела по статье «Покушение на убийство». Однако, как сообщила корреспонденту ФЗГ потерпевшая, Следственный комитет отказал в возбуждении уголовного дела по этой статье. «Следователи мне заявили, что если полиция найдет подозреваемых в этот преступлении, тогда они возбудят дело», - поделилась последними новостями Юлия Завьялова.

 

Информация Анны Лебедевой (Ростов-на-Дону)        длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 18

Съемочная группа телеканала «Фронде ТВ»

На съемочную группу программы «Наступление на наследие» напали в Екатеринбурге. Инцидент произошел в Ново-Тихвинском монастыре. Группа журналистов телеканала «Фронде ТВ» осуществляла съемку сюжета в рамках программы «Наступление на наследие» о произведенных работах по сносу здания Успенского храма XVIII века. К журналистам вышли двое неизвестных, представившихся сотрудниками охранной организации. Они не пустили корреспондентов на территорию, а при попытке снять из-за ограждения факт производства работ повалили на землю оператора. Грубая физическая сила была также применена в отношении градозащитницы, комментировавшей сложившую ситуацию. Противоправные действия мужчин сопровождались оскорблениями в адрес журналистов. По факту происшествия редакцией «Фронде ТВ» направлены заявления в правоохранительные органы. Напомним, весной активисты общественного движения «Реальная история» обнародовали информацию о сносе Успенской церкви в Ново-Тихвинском монастыре Екатеринбурга. Возведенная в 1778-1782 годы, она являлась старейшим сохранившимся зданием Екатеринбурга и была включено в реестр объектов культурного наследия. В апреле 2017 года было зафиксировано полное разрушение строения, являвшегося федеральным памятником. Сейчас на месте церкви под видом «противоаварийных работ» возводится новое здание.

 

Фронде ТВ, 19 дек                                 нападение / отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 18

Малик Бутаев

Полиция в Дагестане составила на журналиста РИА «Дербент» Малика Бутаева два протокола за сохраненный в 2012 году во «Вконтакте» ролик «приморских партизан» и за картинку, на которой логотип футбольного клуба «Анжи» наложен на герб третьего рейха. Об этом сам журналист рассказал «Кавказскому узлу». Его обвиняют по статьям 20.3 КоАП («Производство и распространение экстремистских материалов») и 20.29 КоАП («Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики»). Бутаев говорит, что добавил изображение в 2012 году себе в альбом, так как «тогда, по контексту шума вокруг «Анжи» и провокационных выходок фанатов клуба, это было смешно». Журналист уточнил, что нацистскую символику запретили в России в 2014 году, то есть спустя два года после того, как он сохранил картинку. «При всём неприятии к нацистской идеологии, объяснять, что в этой картинке нет какой-либо пропаганды нацизма и её символики, а есть только юмор, наверное, будет излишним. Это какой-то слепой схематизм», - сказал Бутаев изданию. Видео «Последнее обращение приморских партизан», по словам журналиста, он сохранил с YouTube для личного пользованию. В 2012 году ролик был внесен в список запрещенных материалов. «Я не публиковал ее у себя на стене для распространения, но со временем (а речь идет о публикации пятилетней давности) о ней я не вспоминал. Но мониторящих Сеть заинтересовало ее наличие у меня в видеозаписях, а не ее доступность в самом Youtube. Если же видео на Youtube было удалено, то состава преступления не должно быть, даже если она оставалась у меня в списке видеозаписей», - прокомментировал ситуацию журналист.

 

ОВД Инфо, 18 дек                                                  другое

 

ДЕКАБРЬ, 18

Николай Семена

Верховный суд Крыма изменил приговор журналисту Николаю Семене, осужденного за призывы к сепаратизму (статья 280.1 УК РФ) и снизил срок запрета заниматься публичной деятельностью с трех до двух лет. Об этом пишет «Крым. Реалии» со ссылкой на собственного корреспондента. Суд в Симферополе 22 сентября приговорил журналиста к двум с половиной годам лишения свободы условно. Ему назначили испытательный срок в три года и на три года лишили права заниматься публичной деятельностью. Поводом для заведения уголовного дела стала статья Семены «Блокада - необходимый первый шаг к освобождению Крыма» на портале «Крым. Реалии». Следствие посчитало, что в ней журналист призывает к нарушению территориальной целостности России.

 

ОВД Инфо, 18 дек                                                      длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 19

Михаил Лобанов

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал приемлемой жалобу собкора ФЗГ Михаила Лобанова. Правительству РФ предложено до 8 февраля 2018 года представить замечания на изложенные в жалобе доводы о нарушении российскими властями права журналиста пользоваться литературными нормами русского языка. ФЗГ рассказывал - поводом для обращения в ЕСПЧ стало решение Ленинского районного суда Перми от 18 августа 2010 года, частично измененное 30 сентября 2010 года Пермским краевым судом. Тогда был признан несоответствующим действительности и порочащим заголовок «Развлечения от рэкетира?» в газете «Пермские новости» за 18 мая 2007 года. Недостоверными и порочащими суды обеих инстанций сочли также выражения: «корыстный преступник со стажем», «рэкетир», «уголовник» из той же публикации. С автора М. Лобанова и ООО «Издательский дом «Пермские новости» взыскана компенсация морального вреда соответственно в сумме 10 тыс. и 30 тыс. рублей в пользу истца – бывшего зам начальника инспекции госстройнадзора Пермского края Сергея Скамрова. С госслужбы С. Скамрову пришлось уволиться именно из-за газетной заметки. Среди прочего, там говорилось о его странной забывчивости. При поступлении в 2006 году на работу в госстройнадзор С. Скамров не сообщил в анкете о том, что ранее он был судим за совершение двух тяжких преступлений. Верещагинский районный суд 3 апреля 2001 года признал его виновным в вымогательстве группой лиц и грабеже под угрозой изнасилования в извращенной форме. В назначенные 4,5 года условного заключения с испытательным сроком 3,5 года было зачтено нахождение под стражей с 9 февраля 2001 года – и после оглашения приговора С. Скамров вернулся на волю. Ко времени публикации в «Пермских новостях» испытательный срок истек, и судимость была погашена. На этом основании С. Скамров счел умаляющими честь и достоинство выражения «преступник», «рэкетир», «уголовник». Российские суды двух инстанций применили правила части 6 статьи 86 УК РФ, согласно которым погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с судимостью правовые последствия. Доводы ответчиков, что чиновник не был назван «судимым», а использованные в публикации русские слова точно отражают факты из биографии истца, не убедили пермских судей. «В литературном русском языке, который в соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ является государственным, обязательным для использования госорганами и судами в том числе, юридическая норма о погашении судимости никак не оговорена. По-русски «преступник – человек, который совершил преступление» (Словарь русского языка Ожегова С.И., 1986). Между тем, в судебных постановлениях по иску Скамрова С.В. не дано никакой оценки данному обстоятельству и праву журналиста изъясняться на государственном языке с соблюдением литературных норм», - обратил внимание ЕСПЧ адвокат Дмитрий Лобанов, подготовивший жалобу для журналиста М. Лобанова. Тем самым нарушены право на справедливое судебное разбирательство и право свободно выражать свое мнение, предусмотренные статьями 6 и 10 Конвенции о защите прав и основных свобод, отмечено в жалобе.

 

Информация Михаила Лобанова (Пермь)                 длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 19

Все СМИ

Reporters sans frontières («Репортёры без границ») публикуют итог года, касающийся репрессий в отношении журналистов во всём мире. В 2017 году 65 журналистов было убито, 326 находятся в заключении, а 54 являются заложниками. Согласно исследованию, подведённому РБГ, 65 репортеров погибли либо при исполнении обязанностей, например, став жертвами бомбардировок, либо будучи убитыми, так как их расследования кому-то мешали. Именно жертвы убийств представляют наиболее значимую часть этой статистики - 60%. Эти цифры по-прежнему тревожат, но, тем не менее, 2017 год оказался наименее смертоносным для профессиональных журналистов за последние 14 лет. Начиная с 2012 года, наблюдается снижение числа погибших. Это снижение не касается числа убитых женщин-журналистов. Их за истекший год стало вдвое больше: всего погибло десять женщин (в 2016 году – пять). Несмотря на угрозы, они продолжали свои расследования и раскрывали примеры коррупции, жестокого экстремизма или наркотрафика, как это делала Дафнe Каруана Галисия на Мальте, Гаури Ланкеш в Индии или Мирослава Брич Вельдусеа в Мексике. Следует отметить ещё одну тенденцию 2017 года. Некоторые страны становятся почти столь же опасны для журналистов, как и зоны, где идут военные действия. Из убитых журналистов 46% находились в странах, где не велось объявленных военных конфликтов В Мексике насчитывается почти столько же погибших (11), что и самой смертельно опасной стране для репортёров - Сирии (12 убитых). «Журналисты-расследователи, занимающиеся значимыми сюжетами, такими, как коррупция или экологические скандалы, играют значимую роль противовеса власти, и из-за этого их убивают те, кому мешают их расследования, - отмечает генеральный секретарь РБГ Кристоф Делуар. - Заниматься расследованиями в некоторых странах, находящихся в состоянии мира, становится таким же опасным делом, как вести репортажи о вооруженных конфликтах. Эта тревожная ситуация дополнительно напоминает о необходимости защиты журналистов». По состоянию на 1 декабря 2017 года 326 журналистов находились за решеткой из-за их профессиональной деятельности. Это число в текущем году немножко снизилось. Но в некоторых странах наблюдается необычайноe количество заключенных журналистов. Примером этого, в частности, служат Россия и Марокко. При этом, около половины заключённых во всём мире журналистов приходится всего на пять стран. А самыми большими тюрьмами для журналистов по-прежнему остаются Китай и Турция, а также Сирия, Иран и Вьетнам. И, наконец, 54 журналиста в настоящий момент удерживаются негосударственными вооруженными группировками. Такими, как «Исламское государство» (запрещенное в России), или хуситами в Йемене. Около трёх четвертей заложников являются местными журналистами, которые работают в опасных условиях. Все иностранные журналисты, являющиеся на настоящий момент заложниками, были похищены в Сирии. Однако, невозможно определить, где они находятся сейчас.

 

Reporters sans frontières, 19 дек

 

ДЕКАБРЬ, 19

Пол Хлебников

В украинской Генпрокуратуре заявили, что точных сроков экстрадиции в Россию Магомеда Дукузова, обвиняемого в причастности к убийству журналиста Пола Хлебникова, пока нет. Заместитель генпрокурора Украины Евгений Енин сообщил, что сначала необходимо решить вопрос с привлечением Дукузова к ответственности за преступления на территории Украины, после чего уже будет решаться вопрос с экстрадицией. При этом Енин подчеркнул, что на сроки экстрадиции «многие факторы могут повлиять», передает РИА Новости. Ранее стало известно, что Генпрокуратура РФ направила в Киев запрос о выдаче Дукузова. Его обвиняют в причастности к убийству главного редактора российской версии Forbes Пола Хлебникова, которого застрелили в Москве 9 июля 2004 года. Дукузов, который был объявлен в международный розыск по требованию российских правоохранителей, был задержан 17 ноября в Киеве. При этом в СБУ сообщили, что после бегства из РФ Дукузов входил в состав группировки, которая на Украине занималась вымогательством денег у предпринимателей.

 

НТВ, 18 дек                                                             длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 18

ТНТ.

Мещанский суд Москвы удовлетворил иск жителя Череповца Романа Ксенофонтова к «ФМП Групп», требовавшего признать порочащей его честь информацию о причастности к пропаже его жены, прозвучавшую в программе «Битва экстрасенсов» на ТНТ. Об этом порталу Gorodche.ru сообщил его адвокат Александр Чумаков. Ксенофонтову присудили пять тысяч рублей в качестве морального ущерба вместо требуемых им пяти миллионов. Истец недоволен исходом дела и намерен подать апелляцию. «За банальное оскорбление человека присуждают гораздо большие суммы, также мы не довольны, что ТНТ оказался как бы вообще не при делах, естественно, будет апелляция», - заявил представитель Ксенофонтова. Череповчанин участвовал в съемках передачи «Экстрасенсы ведут расследование» в 2015 году. Участники шоу с помощью высших сил пытались выяснить, куда в 2013 году пропала его жена Кристина Нечаева и кто к этому причастен. В программу обратилась мать пропавшей женщины Ольга. Ясновидящие Зираддин Рзаев и Кажетта Ахметжанова заявили, что к исчезновению и даже убийству Нечаевой может быть причастен ее супруг. По словам адвоката, во время съемок Ксенофонтов активно сотрудничал с редакторами шоу. Однако позже информация, полученная сотрудниками передачи из его уст, была подана так, словно экстрасенсы сами об этом узнали. Более того, эти же сведения представили в качестве «доказательства» его вины.

 

Лента.Ру, 18 дек                               ИСК

 

ДЕКАБРЬ, 19

СМИ Нижнего Новгорода

Нижегородский районный суд Нижнего Новгорода рассмотрел ходатайство следователя СК об избрании меры пресечения вице-спикеру регионального Законодательного собрания Олегу Сорокину. Суд избрал экс-мэру меру пресечения в виде ареста на два месяца, то есть до 17 февраля 2018 года. На судебное заседание основную часть журналистов не пустили. Объяснили, что рабочий день уже закончен и пора расходиться по домам. При этом заседание началось спустя час. Сотрудники нижегородских СМИ остались ждать задержанного за забором. Олега Сорокина доставили в здание Нижегородского районного суда на автомобиле с московскими номерами в сопровождении бойцов СОБРа в 17.20. Пытаясь не допустить съемок, конвойные полицейские забросали журналистов снежками. После инцидента главный редактор одного из нижегородских порталов обратился к губернатору Нижегородской области Глебу Никитину с просьбой «привлечь внимание к проблеме соблюдения закона о СМИ» в регионе. В ГУ МВД по Нижегородской области журналисту ProGorodNN сообщили, по данному факту будет проведена проверка. В ходе нее будут установлены все обстоятельства произошедшего и дана правовая оценка действиям всех участников события.

 

PRO Город, 20 дек                                отказ в инф – 3 раза / другое

 

ДЕКАБРЬ, 19

Газета «Зори Плюс»

В производстве Добрянского районного суда Пермского края находится иск о защите авторских прав и компенсации морального вреда жителя города Добрянка Сергея Александровича к ООО «Пресс-Том», которое является учредителем городской еженедельной газеты «Зори Плюс». Фабула дела достаточно странная. Сергей Александрович является адвокатом одной из адвокатских контор города Добрянка. В апреле 2016 года он письменно обратился к редакции «Зори Плюс» с предложением рассмотреть возможность введения в газете новой рубрики «Адвокатских кейсов» с целью объективного освещения в СМИ криминальных происшествий и повышения «правового уровня» населения. При этом он указал, что готов вести данную рубрику на безвозмездной основе и готовить данные кейсы для публикации. Данная идея показалась редакции интересной, и они согласились на такой вид сотрудничества. После чего «Зори Плюс» с его согласия и указанием его имени как автора было опубликовано порядка 20 материалов. За все время сотрудничества адвоката и редакции СМИ ни разу не возникал вопрос об оплате данных материалов, и Сергей Александрович с помощью редакции активно и безвозмездно повышал «правовой уровень» населения, а также продвигал свои услуги. Теперь же Сергей Александрович утверждает, что, во-первых, его «адвокатские кейсы» являются объектом авторского права и подлежат соответствующей защите. А, во-вторых, «результаты интеллектуальной деятельности были переданы, получены, изданы, опубликованы и (или) иным образом использованы ответчиком». Именно в этом и состоит нарушение его авторского права. О том, что в своё время он по собственной инициативе обратился в редакцию и попросил их на безвозмездной основе публиковать его кейсы – ни слова. Далее истец на основании ст. 1301 ГК РФ рассчитал денежную компенсацию, которая ему полагается за «контрафактное распространение экземпляра газеты». Сумма составила 4 533 900 рублей.  Также истец требует от ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 тыс. руб. «С учетом того, что истец сам являлся инициатором публикации «адвокатских кейсов» на безвозмездной основе, данные «кейсы» не являются объектами авторского права, а редакцией при публикации указывалось его имя как «ответственного за подготовку рубрики», права и законные интересы истца не были нарушены», - рассказывает Светлана Кузеванова, которая оказывает редакции «Зори Плюс» правовую поддержку. Помимо искового заявления в суд истец написал заявления в Роскомнадзор и прокуратуру о нарушении авторских прав; в местную налоговую службу о привлечении виновных к налоговой ответственности; в полицию о привлечении виновных к уголовной ответственности. Данные действия, как считает Светлана Кузеванова, указывают на злоупотребление правом, что в соответствии со ст. 10 ГК РФ является недопустимым.

 

Центр защиты прав СМИ, 19 дек                      ИСК / другое – 4 раза

 

ДЕКАБРЬ, 19

Татьяна Фельгенгауэр

Пресненский суд Москвы оставил под стражей Бориса Грица, который обвиняется в нападении на замглавного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Татьяну Фельгенгауэр. Суд удовлетворил ходатайство следствия и продлил арест Грицу до 23 января следующего года, говорится в решении суда, пишет ТАСС. Известно, что заседание проходило в закрытом режиме. Обвиняемый отсутствовал, так как в настоящий момент проходит психиатрическую экспертизу. Напомним, что 23 октября Гриц проник в здание радиостанции и нанес журналистке удар ножом в область шеи. Пострадавшую госпитализировали и провели операцию. В ноябре ее выписали из НИИ Склифосовского. Грицу предъявили обвинение в покушении на убийство.

 

Runews 24, 19 дек                                        длящийся / отказ в инф – 3 раза

 

ДЕКАБРЬ, 19

ИА PrimaMedia

Во Владивостоке фотограф ИА PrimaMedia был в принудительном порядке выставлен за дверь во время открытого заседания приморского парламента. Редакция готовит соответствующее обращение в прокуратуру с жалобой на препятствование деятельности журналиста. Также агентство направило запросы в различные федеральные структуры с просьбой дать оценку нормам принятого региональными депутатами документа.

 

Информация Анны Селезневой (Владивосток)            отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 19

СМИ Приморского края

С заседания Законодательного собрания Приморского края удалили журналистов. И не просто удалили – депутаты Приморья ввели запрет для прессы на фотосъемку на заседаниях Заксобрания. Депутаты Законодательного собрания Приморского края собрались на последнее перед новогодними каникулами общее заседание. Корреспонденты информационного агентства Primamedia вели из зала прямую текстовую онлайн-трансляцию. «10.15: Спикер ЗСПК Александр Ролик сообщает, что подведены итоги конкурса на лучшее освещение деятельности ЗакСобрания - объективное и всестороннее. Он вручает победителям дипломы и ценные подарки. Их получают корреспонденты муниципальной газеты «Вестник Приграничья», газеты «Выбор» из Артема, издания «Золотая долина» из Партизанска, газет «Комсомольская правда», «Приморская газета», «Владивосток». Александр Салков из «Золотого Рога» получает благодарственное письмо. За сюжеты на ТВ и радио призы получают корреспонденты ГТРК «Владивосток» и ОТВ-Прим. Из интернет-изданий - Оксана Киселева с «Восток-Медиа», Наталья Лебедева («Примпресс») и Вадим Шкодин (ИА PrimaMedia). (На этом торжественная часть - 3 минуты! - завершилась, депутаты переходят к рабочей повестке). 10.18: Журналистов вместе с номинантами попросили после награждения удалиться из зала. В том числе, на выход пришлось отправиться и фотографу издания «ПРИМА», который планировал продолжить работать и во время заседания. Но, увы... Сотрудник аппарата Законодательного собрания без объяснения воспрепятствовал работе фотографа, он в буквальном смысле взял за руку и вывел сотрудника агентства за двери». Судя по повестке заседания, все главные события в региональном парламенте уже состоялись. Народные избранники приняли главный финансовый документ Приморья и прогнали прессу, пытавшуюся фотографировать работу законодательной власти. Депутат Дмитрий Новиков докладывает следующий вопрос - об аккредитации СМИ. Он сообщает, что корреспондентам будет разрешено присутствовать на открытых заседаниях комитетов и Законодательного собрания Приморского края брифингах и пресс-конференциях. При этом он умалчивает, что положение предполагает ограничения для работы на этих мероприятиях фотографов. Депутаты - без обсуждения - поддерживают предложение Дмитрия Новикова. Получается, что в начале заседания законных оснований для того, чтобы выставить за дверь представителей СМИ, у народных слуг ещё не было. Любопытно, что положение об аккредитации утвердили только сейчас, а фотографов стали выгонять из зала еще два заседания назад.

 

Информация Анны Селезневой (Владивосток)           отказ в инф – 3 раза

 

ДЕКАБРЬ, 20

Владимир Роменский

Владимир Комиссаров

Телеканал «Дождь» сообщил, что в центре Москвы задержаны его журналисты. Они принимали участие в освещении акции, проводимой перед зданием на Лубянке. Как сообщается, корреспондент Владимир Роменский и оператор Владимир Комиссаров были задержаны, когда они проводили трансляцию мероприятия активиста Дмитрия Энео. Оно происходило перед известным зданием на Лубянке в день тех, чьим местом работы являются (или были) органы госбезопасности. Энтео посвятил этому событию проведение собственной акции. В частности, её участники наклеили на здание наклейки, на которых было написано, что чекисты «здесь убивали людей». Затем лично Энтео разбил бюст, установленный в честь первого руководителя ВЧК, которым был Феликс Дзержинский. Позднее Владимира Роменского и Владимира Комиссарова отпустили из Мещанского отдела полиции. Любопытно, что участники акции задержаны не были.

 

Медиазона, 20 дек; Vista News.Ru, 20 дек  задержание / отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 20

Андрей Золотов

Денис Бочкарев

В центре Москвы задержаны фотограф «Открытой России» Андрей Золотов и фотограф Денис Бочкарев, также работавший в качестве журналиста редакции сайта Гильдии неигрового кино и телевидения, и участница Pussy Riot Мария Алехина. Задержание произошло из-за баннера с надписью «С днем рождения, палачи». В отношении задержанных составили протоколы по части 6.1 статьи 20.2 КоАП («Участие в несанкционированной демонстрации, повлекшей создание помех доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры») и оставили в отделении на ночь до суда, который состоится 21 декабря. Позже Золотова отпустили из отделения после того, как он предъявил редакционное задание.

 

Медиазона, 20 дек; Vista News.Ru, 20 дек   задержание / отказ в инф – 2 раза

 

ДЕКАБРЬ, 20

Вера Холодная

В Краснодаре у памятника Дзержинскому полиция задержала корреспондента «Свободных Медиа» Веру Холодную и главу местного отделения «Открытой России» Яну Антонову. Активистка стояла с плакатом и требовала освободить краснодарского активиста Виктора Чирикова. Об этом ОВД-Инфо по телефону сообщил Александр Савельев. Девушки были доставлены в отдел полиции, с ними провели профилактическую беседу и отпустили без составления протоколов.

 

ОВД Инфо, 20 дек                                 задержание / отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 20

Телерадиокомпания Ника ТВ

Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области организовано проведение уголовно-процессуальной проверки по факту нападения на журналиста телерадиокомпании Ника ТВ в сетевом магазине во время съемки репортажа. Как сообщает телекомпания, 20 декабря журналист находилась в магазине на улице Октябрьской города Калуги, где готовила материал для программы о просроченной продукции. Представитель администрации магазина отобрала у журналиста мобильный телефон и пригрозила расправой. В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, производить записи, излагать свои личные суждения и оценки, распространять подготовленные сообщения. За воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов предусмотрена уголовная ответственность по статье 144 Уголовного кодекса. В рамках проверки следователи установят все обстоятельства происшествия и дадут правовую оценку действиям журналиста и сотрудников магазина.

 

PRessa40.ru, 21 дек         изъятие фотоаппаратуры / отказ в инф / другое

 

ДЕКАБРЬ, 21

Илья Варламов

Первый канал

Арбитражный суд Московского округа подтвердил отказ в заявлении фотографа и блогера Ильи Варламова о взыскании с АО «Первый канал» 540 тысяч рублей за нарушение исключительных прав на фотографические произведения, говорится в материалах суда. Заявитель обжаловал в апелляции решение Арбитражного суда Москвы от 31 мая и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 августа. Столичный арбитраж указал, что спорные фотографии были размещены в телепередаче ответчика в качестве информации о реальном состоянии дел с дорогами в городе Омск. «То есть, спорные фотографии были использованы исключительно в информационных и дискуссионных целях, в объеме достаточном для того, чтобы обозначить всю глубину проблемы (9 из 47 фотографий, размещенных самим истцом). Показав часть фотографий истца в телепередаче, Первый канал фактически расширил ту аудиторию, до которой истец хотел довести свое мнение о сложившейся ситуации, и тех зрителей, которые могут реально повлиять на ее исправление», – говорится в решении. При использовании спорных фотографий имя автора (Варламов) и источник их заимствования были доведены до сведения телезрителей, путем размещения на каждой из них в левом верхнем углу надписи varlamov.ru, отметил арбитраж.

 

РАПСИ, 21 дек                                                                    длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 21

Вячеслав Прудников

Журналист «Кавказского узла» Вячеслав Прудников получил огнестрельные ранения при вооруженном нападении в Ростовской области. Прудников прооперирован, нападение он связывает со своей профессиональной деятельностью на «Кавказском узле». По словам Вячеслава Прудникова, вооруженное нападение на него было совершено днем в городе Красный Сулин в районе кладбища. Прудников рассказал, что в районе кладбища он находился по работе, не связанной с журналистикой. «Я достал фотоаппарат, чтобы сделать несколько снимков. Внезапно подъехала серая иномарка. Из нее выскочил молодой человек, требуя сообщить, что я делаю. Возник конфликт, мужчина пытался меня ударить, а затем выхватил пистолет. Со словами «ты достал уже писать про власть» он начал стрелять. Я закрыл лицо рукой, пуля попала в локоть. Затем я попытался убежать, вторая пуля попала мне под ребро», - рассказал Вячеслав Прудников. Дополнение «Кавказского узла»: в Вячеслава Прудникова стреляли не из боевого оружия, а из травматического. Журналист отметил, что он начал убегать, при этом неизвестный продолжал стрелять ему в спину. «Я выскочил на дорогу и остановил проезжавшую мимо машину, попросил отвезти меня в больницу. Стрелявший в меня мужчина сел в свой автомобиль и уехал. Меня же привезли в больницу», - отметил Прудников. Вячеслав Прудников, по его словам, был госпитализирован в местную больницу и прооперирован.  Полицейские опросили его в больнице и приняли у него заявление о нападении. В своих материалах, публикуемых на «Кавказском узле», Вячеслав Прудников сообщает о нарушениях прав шахтеров в Гуково, добивающихся выплаты задолженности.

 

Кавказский Узел, 21 дек                                       нападение

 

ДЕКАБРЬ, 21

Игорь Рудников

В Москве Басманный суд до 1 апреля 2018 года продлил арест бывшему депутату калининградской областной думы и главному редактора газеты «Новые колеса» Игорю Рудникову, обвиняемому в вымогательстве (статья 163 УК РФ), передает корреспондент «Медиазоны» из зала суда. «Основанием для продления меры пресечения является тяжесть обвинения, возможность скрыться от следствия и суда, оказывать давление на свидетелей, склонять их к даче нужных показаний, имея в своем распоряжении газету», — настаивая на продлении стражи, говорил в суде следователь федерального Следственного комитета Андрей Кошелев. Сотрудники ФСБ задержали Рудникова 1 ноября в Калиниграде. 3 ноября Центральный районный суд города его арестовал. По версии следствия, Рудников вместе с экс-заместителем полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Александром Дацышиным вымогал у главы управления Следственного комитета в Калининграде Виктора Леденева 3 млн рублей за прекращений публикаций в «Новых колесах» порочащей его информации о доходах Леденева. Александр Дацышин был отправлен под домашний арест. Сам журналист называет уголовное дело против него провокацией. По его словам, Леденев обещал Рудникову передать информацию о том, кто мешал расследованию нападения на журналиста, но вместо документов в пакете оказались пачки денег. Рудников вину не признал, отметив, что скрыться никуда не сможет (все паспорта - у следствия). Журналист подчеркивал, что со стороны генерала Леденева была совершена провокация: «Все его действия были направлены на то, чтобы закрыть мне рот и посадить меня в тюрьму».

 

НГ, 21 дек; Медиазона, 21 дек                                        длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 21

Сергей Вилков

Назначенное заседание Фрунзенского районного суда Саратова по рассмотрению апелляции на оправдательный приговор журналисту «Общественного мнения» Сергею Вилкову уже во второй раз было отложено. На этот раз из-за неявки не только потерпевшего – депутата областной думы Сергея Курихина, но и его адвоката Валерия Холоденко, который прислал в суд письмо о том, что находится на больничном. Журналист обвинялся в клевете на парламентария, однако 31 августа 2017 года, после 2,5 лет следствия, был оправдан мировым судом. Адвокат Курихина Валерий Холоденко направил в интересах своего доверителя четыре жалобы, которые должна была рассмотреть судья Ольга Боброва. Констатируя неявку стороны потерпевшего, секретарь суда заявила, что Сергею Курихину было направлено на почту уведомление о заседании, однако он, по ее словам, уклонился от его получения. Представитель областной прокуратуры добавила, что по ее мнению, со стороны Курихина «усматриваются признаки злоупотребления правом». В результате заседание было перенесено.

 

Общественное мнение, 21 дек              длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 22

Николай Виткевич

Брянский блогер, журналист программы «Вдребезги» Николай Виткевич в ближайшее время может стать фигурантом уголовного дела. Николая Виткевича вызвали на беседу в следственное управление СК РФ по Советскому району Брянска. Об этом он сам сообщил в своём блоге. Там ему рассказали о постановлении прокуратурой Фокинского района о принятии процессуального решения о возбуждении уголовного дела по статье 148 части 1 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»). Поводом послужила публикация статьи журналиста 31 августа 2016 года, придерживающегося атеистических взглядов, с вопросом властям города Брянска о законности перекрытия движения в рабочий день в связи с крёстным ходом, из-за которого журналист не смог попасть в свою редакцию. «Из-за того, что в Брянске творят власти и православные, мне хочется принять ислам… В России любая церковь отделена от государства, и навязывание любых религиозных верований всем жителям города, а тем более ограничение движения транспорта в рабочие дни в связи с религиозными мероприятиями и праздниками прямо нарушает Конституцию» – отметил г-н Виткевич. Ранее Николай Виткевич не раз нелестно высказывался о верующих, что повлекло заявление в прокуратуру общественника Александра Турыкина. «Русская Православная церковь является традиционной для России религией, а значит, несёт традиционные духовно-нравственные ценности, защиту которых и гарантирует стратегия национальной безопасности. А что делает Виткевич? Он своими публикациями о превосходстве ислама и необходимости строительства в каждом районе мечетей наряду с уничижительными заявлениями в адрес православных христиан именно подрывает гражданский мир и политическую стабильность. Мне как русскому человеку просто физически отвратительно видеть его такие заявления», - прокомментировал г-н Турыкин высказывания Виткевича о православии. Недавно бизнесмен отсидел трое суток за мелкое хулиганство, которое произошло во время визита в региональное управление ветеринарии. Начальник управления Николай Шлык сообщил правоохранителям, что блогер сломал в кабинете дверную ручку и оторвал на его рубашке пуговицы.

 

Город Брянск, 22 дек                                               другое

 

ДЕКАБРЬ, 22

Идрис Юсупов

В Махачкале задержан корреспондент «Нового дела» Идрис Юсупов. Он был задержан, когда снимал на видео рейдовые мероприятия полицейских недалеко от мечети. По данным пресс-службы МВД республики, сотрудники ведомства проводили профилактические мероприятия. И в этот момент незнакомый человек начал снимать полицейских на камеру. Он отказался предъявить документы и, как сообщает пресс-служба силовиков, вёл себя вызывающе: «Поэтому его доставили в отдел полиции для установления личности. В течение часа с лишним никаких документов он не предоставил, и не назвал фамилию. Говорит, называйте меня просто Идрис. Такое ощущение, что он хотел сенсацию какую-то сделать». По данным ведомства, на него был составлен административный протокол по ст. 19.3 КоАП РФ («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»), для принятия решения задержанный был доставлен в суд. У Идриса Юсупова другая версия. Он снимал, как сотрудники полиции доставляли в райотдел прихожан мечети «Тангъим». Журналист рассказал: «Человек в гражданской форме, как выяснилось позже, капитан полиции, не представившись и не объяснив законности требований, стал требовать от меня, чтобы я удалил фотографии. Он говорил, что знает, что я журналист и что ему не нужны мои документы – тем более, что другие сотрудники полиции, которые принимали участие в рейде, меня знают. Наш разговор длился буквально две-три минуты, после чего этот человек схватил меня за руку и потащил к полицейскому УАЗу – и потребовал у сотрудников патрульно-постовой службы доставить меня в отдел полиции, хотя другие полицейские его отговаривали. Я попросил объяснить, на каком основании – он сказал, что в отделе узнаю и что меня надо проверить. Только у машины он показал мне свое удостоверение капитана полиции. Данные этого сотрудника я выписал на лист бумаги. Мне пришлось сесть в полицейский УАЗ. Этот сотрудник залез в автомобиль за мной и вырвал у меня из рук телефон, зарядный аккумулятор для него и диктофон, на который я стал вести запись разговора после своего задержания. И даже лист бумаги, на который я записал данные капитана. Я не думал, что продержат так долго. В дежурной части предъявил документы – паспорт и удостоверение журналиста. И только через час, после того, как понял, что мое пребывание в отделе затягивается, оповестил редакцию. Сотрудники полиции не реагировали на мои обращения, что мое содержание в полиции является незаконным. Отказывались даже дать бумагу и ручку, чтобы я написал заявление о проверке действий сотрудников полиции. Только через четыре часа нахождения в отделе мне сообщили, что на меня составлен протокол за то, что якобы с моей стороны было неповиновение сотрудникам. В пояснениях к протоколу я описал ситуацию, как она была на самом деле – и только после этого смог подать заявление о проверке действий сотрудников полиции на имя начальника райотдела. К этому времени в отдел полиции подъехал и адвокат. После этого меня отвезли в Советский райсуд». Однако судья Далгат Гаджиев отказался рассматривать это административное дело, признав невозможным вынесение решения на основании полицейского протокола, «составленного со множеством ошибок». Журналист был освобожден и уже в редакции обнаружил, что диктофонная аудиозапись его задержания уничтожена, на мобильном телефоне стерты все данные – телефон был отформатирован.

 

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск) задержание/ отказ в инф/ другое

 

ДЕКАБРЬ, 25

СМИ Свердловской области

По итогам рейтинга развития медиасферы MSindex-2017, который составили фонд «Медиастандарт», исследовательская группа «Циркон» и Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина, сразу в 32 российских территориях развитие рынка СМИ оценено на двойку. «Исследование показало, что в большинстве регионов медиасфера инертна, и почти не реагирует на существенные изменения, происходящие на рынке массовой информации с 2014 года. Разрыв между наиболее и наименее слабыми регионами не сокращается, а, напротив, расширяется», - отмечает директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин. Новость, что Свердловская область признана одной из лучших, заняв четвертое место после Москвы, Санкт-Петербурга и Подмосковья, в местном медиа-сообществе воспринята без удивления. Средний Урал действительно силен числом СМИ, наличием знаменитого журфака в УрГУ, победами в творческих конкурсах наиболее продвинутых изданий, недавним появлением собственного Дома журналистов. Но фокус успешности, по мнению экспертов КГИ, все-таки в ином: ключевым фактором, влияющим на медиасферу, остается финансирование из региональных бюджетов, которое сопоставимо со всем региональным рынком рекламы. Не секрет – эта поддержка «своих» СМИ вредит конкуренции на этом самом рынке. Разве завоевывала бы «Областная газета» год за годом приз «За самый высокий тираж среди региональных СМИ» без сотен миллионов рублей из областного бюджета? И районки, входящие в провластный холдинг, получают значительные преференции перед независимыми изданиями, а «Областное телевидение», благодаря госдотациям, неотвратимо сокращает число самостоятельных игроков, превращая их в ретрансляторов развлекательных ТВ-каналов. Вот и в 2018 году бюджет Свердловской области потратит почти 38 миллионов рублей на телевизионщиков, которые расскажут о работе власти и важных для региона событиях. Условия контракта традиционно содержат в себе жесткие требования к охвату аудитории и прочие показатели, которыми большинство телеканалов похвастаться не могут. Всем условиям соответствует лишь ОТВ. Напомним, что в 2015 году распределение медиазаказов вызвало скандал: в декабре контракт на освещение деятельности органов госвласти Свердловской области на сумму 32,9 миллионов рублей выиграл телеканал «Крик-ТВ», входящий в структуру холдинга «Резонанс». Новость произвела настоящий фурор в медиасреде, поскольку, как правило, все аукционы выигрывает «Областное телевидение». Однако сначала заявку «Крик-ТВ» все же отклонили, а потом эту закупку и вовсе отменили... Другой пример заинтересованности в «правильном» информировании аудитории – недавний выход в свет ежемесячной восьмистраничной бесплатной газеты «Наш Екатеринбург» тиражом аж в 210 тысяч. Большинство экспертов связывает ее рождение с проведением в сентябре 2018 года выборов мэра и депутатов городской думы. Хотя редактор Екатерина Норсеева на своей странице в Facebook отрицает сей факт: «Называть мою газету предвыборным листком, пожалуйста, не нужно». Правда, она пока не готова назвать настоящих владельцев издания. Наивный вопрос: откуда же у нас возникли такие меценаты-бессребреники? Но хватит о грустном. В Екатеринбурге выпустили первую видеогазету «Академический – наш район». Это ноу-хау тиражом 50 тысяч сочетает обычную бумажную газету и современные видеоформаты: стоит навести камеру смартфона на фотографии, как изображение оживет при помощи приложения. Всего здесь «спрятано» 20 роликов, более 30 минут видео – про «домашний» чемпионат мира по футболу, заявку столицы Урала на проведение «ЭКСПО-2025», строительство района Академический. Вот таких подарков бы читателям, да побольше!

 

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)        

 

ДЕКАБРЬ, 25

Али Феруз (Худоберды Нурматов)

Европейский суд по правам человека в Страсбурге коммуницировал жалобу в защиту журналиста «Новой газеты» Али Феруза (Худоберды Нурматова). По мнению авторов жалобы, в отношении Феруза российские власти нарушили статьи 3 (право не подвергаться пыткам) и 5 (право на личную свободу и неприкосновенность) Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. 1 августа журналиста задержали и доставили в ОВД, где на него составили протокол по статье о нарушении режима пребывания в Москве (ч. 3.1 ч. 18.8 КоАП). Суд оштрафовал Феруза и постановил выдворить его из страны. Но оперативное вмешательство ЕСПЧ вынудило российские власти приостановить процедуру депортации. 21 ноября Басманный суд признал журналиста виновным в нарушении ч. 2 ст. 18.10 КоАП («Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности без разрешения на работу либо патента»). Феруза оштрафовали на пять тысяч рублей. Суд также определил, что его следует выдворить из России, но снова приостановил этот процесс в связи с решением ЕСПЧ. Журналист говорил, что сотрудники «Новой» помогали ему финансово, но это не являлось оплатой труда. Али Феруз восемь лет назад покинул Узбекистан из-за того, что спецслужбы этой страны склоняли его к сотрудничеству, и стал жить в России. Перед тем, как Ферузу удалось бежать, он подвергся пыткам. 4 августа Европейский суд по правам человека вынес решение, запрещающее властям России депортировать Феруза в Узбекистан, а 8 августа на основании этого запрета Мосгорсуд приостановил выдворение Феруза. До окончания судебного разбирательства журналиста поместили в центр временного содержания иностранных граждан.

 

ОВД Инфо, 25 дек                                          длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 25

Телеканалы Сургута

Администрация Сургута объявила тендер на освещение в 2018 году своей деятельности на городских телеканалах. На сайте госзакупок заявлены два заказа, условия которых обязывают «выпускать новостные телепрограммы с рубрикой итоговых новостей за неделю и интерактивной рубрикой». Объем вещания, освещающего деятельность горадминистрации, должен составить 80 тысяч минут, и ни секунды из них не должно быть сомнений в нужности и важности того, что делает мэрия, и каждый ее чиновник в отдельности. Одно из требований к претендентам на освоение тендера гласит: «не допускаются … высказывания, негативно сказывающиеся на имидже администрации города в целом и отдельных сотрудников в частности». Понятно, что при заключении подобных контрактов такое правило часто как бы само собой подразумевается: критиковать те органы власти, которые им платят, СМИ не резон. Но эти договоренности остаются негласными: слуги народа стесняются их обнародовать, поскольку такой запрет на их критику выглядит, мягко говоря, неэтичным по отношению к тем, кому они служат, и юридически более чем сомнительным – ведь оплачивают они свой пиар не из собственного кармана, а из средств, собираемых с налогоплательщиков, которые вправе знать, чем в реальности нанятые ими работники занимаются. А, согласно условиям контрактов, населению - их работодателю - за его, работодателя, счет городская администрация заказала только ту «музыку», какая ей нравится. Интересны эти контракты и в свете того, что не так давно говорил президент РФ. Выступая на заседании Общественной палаты два с половиной года назад, он сказал, что «выделение властями денег из бюджета на свой пиар средствам массовой информации неправильно», а «если деньги выделяются из бюджета на пиар конкретных лиц, чиновников, то это, по сути, нецелевое использование», попадающее под уголовную статью. После этих слов В. Путина в Госдуму был внесен законопроект об уголовной ответственности мэров и губернаторов за оплаченный из бюджета пиар. Поддержало его и правительство, однако закон так и не был принят: полгода назад по настоянию «единороссов», составляющих в парламенте большинство, рассмотрение документа было отложено, так как в нем, по их мнению, «не определена грань, где информирование, а где пиар». …Всего на создание «положительного образа» городской администрации и ее чиновников мэрия Сургута планирует израсходовать 27,4 млн. рублей.

 

Информация Георгия Бородянского (Омск)                      цензура

 

ДЕКАБРЬ, 25

СМИ Карелии

Республика Карелия. Роскомнадзор ищет в Карелии информационные угрозы там, где их нет. Редакция газеты «Карельская губерния» опубликовала афишу новогодних спектаклей для детей и неожиданно для себя попала в конфликтную историю. Республиканское управление Роскомнадзора сочло, что редакция, неверно маркировав продукцию (информационные знаки не соответствовали возрасту детей) тем самым нарушила установленный порядок распространения продукции СМИ, которая может нанести вред здоровью детей (ч.2 ст.13.21 КоАП РФ). По этой причине на издание «Карельская губерния» был составлен протокол, и дело ушло в мировой суд. После рассмотрения материалов суд вынес решение, что в афишах спектаклей не было информации, которая может считаться вредной для детей, соответственно, и административное дело прекращено. Но точно такую же претензию управление Роскомнадзора предъявило и одной районной газете в Карелии, а, значит, ещё одно административное дело может быть направлено в мировой суд. Складывается впечатление, что контролирующим органам важнее статистика, фиксирующая их рабочую активность, чем здравый смысл.

 

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)       другое – 2 раза

 

ДЕКАБРЬ, 26

Все СМИ

В Москве МВД начало рассылать в типографии уведомления с требованием сообщать о заказах на изготовление печатной продукции, «дискредитирующей» представителей власти. Одно из таких уведомлений в твиттере опубликовала дизайнер Алена Салманова. «Настоящим уведомляю о недопущении приема заказов и изготовления печатных материалов, дискредитирующих представителей органов государственной власти Российской Федерации, политических деятелей, в том числе порочащих честь и достоинство человека и гражданина, носящих агитационный характер, в том числе с призывами о проведении несанкционированных митингов, шествий, в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года», - говорится в уведомлении, разосланном отделом экономической безопасности и противодействия коррупции управления МВД по Западному административному округу Москвы. Ведомство оставило три телефонных номера, по которым сотрудники типографий должны обращаться в случае получения таких заказов. По одному из этих номеров «Медиазоне» ответил человек, представивишйся сотрудником сотрудником ОБЭП Михаилом Корчагиным. Он подтвердил подлинность уведомлений. Материалы, попадающие под понятие «предвыборной агитации», описаны в статье 49 ФЗ «О выборах президента Российской Федерации». В ней ничего не говорится о дискредитации «представителей органов государственной власти». Выборы президента назначены на 18 марта 2018 года. Центральная избирательная комиссия 25 декабря отказалась зарегистрировать в качестве кандидата оппозиционера Алексея Навального, после этого он призвал своих сторонников бойкотировать выборы.

 

Медиазона, 26 дек

 

ДЕКАБРЬ, 26

Дмитрий Любимов

Журналист «7x7» Дмитрий Любимов не смог попасть на заседание Государственного собрания - на пропускном пункте в Доме правительства сотрудник вневедомственной охраны сообщил, что его нет в списке приглашенных. Это не первый случай, когда Дмитрия Любимова не пускают на заседание Госсобрания. Такое было 23 октября. Накануне первый заместитель председателя законодательного органа Владимир Мухин сообщил, что аккредитация журналиста «была признана нецелесообразной». После этого редакция «7x7» обратилась в прокуратуру республики. В ответ на обращение заместитель председателя Госсобрания Марий Эл Анатолий Иванов сообщил, что по закону о СМИ журналист имеет право посещать госорганы, а «отсутствие аккредитации не препятствует реализации права на доступ к информации». Иванов написал, что в ноябре журналист «7x7» дважды посещал мероприятия Госсобрания. По мнению юриста Центра защиты прав СМИ Светланы Кузевановой, по закону о СМИ журналист имеет право на посещение мероприятий госорганов, а аккредитация или разрешения не являются обязательной процедурой для допуска. Соответственно, орган власти обязан обеспечить соблюдение прав представителей СМИ, даже в случае, если у журналистов отсутствует приглашение от органа или документ об аккредитации. В октябре «7x7» опубликовал расследование «Машина Минакова» о том, как спикер Госсобрания Марий Эл Юрий Минаков использует служебный автомобиль в личных целях.

 

ДЕКАБРЬ, 27

Джемал Алиев

Вечером в Москве избили специального корреспондента РИА «Дагестан» Джемала Алиева, сообщил «Кавказскому узлу» неназванный сотрудник следственного отделения отдела МВД по столичному району Ховрино. По словам собеседника издания, момент нападения попал на камеры уличного видеонаблюдения. Алиева несколько раз ударили по голове, отобрали его сумку, документы и iPhone 7. После нападения Алиева доставили в больницу с рваной раной головы и множественными ушибами. Алиев отказался от госпитализации. Возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 162 УК РФ («Разбой, совершенный группой лиц»). Задержаны двое уроженцев Дагестана, еще один человек находится в розыске. Сам Алиев затруднился предположить, почему на него напали.

 

Медиазона, 29 дек                                          нападение

 

ДЕКАБРЬ, 27

Все СМИ

Лефортовский суд Москвы закрыл от прессы и слушателей процесс по аресту бывшего главы следственного управления СК России по ЦАО Москвы Алексея Крамаренко по делу о взятке от «вора в законе» Шакро Молодого, передает корреспондент РИА Новости из зала Лефортовского суда Москвы. Источник РИА Новости в правоохранительных органах говорил, что Крамаренко возглавляет правовой отдел «Роснефти». В компании отмечали, что Крамаренко занимался вопросами безопасности, подтверждая факт его работы в «Роснефти», но не должность, названную источником. Интерес правоохранителей к нему не имеет никакого отношения к компании, подчеркивали в «Роснефти». Источник РИА Новости в правоохранительной системе сообщал, что Крамаренко был допрошен по делу в качестве свидетеля и «дал показания на одного из своих руководителей в генеральских погонах».

 

РИА Новости, 27 дек                                           отказ в инф – 3 раза

 

ДЕКАБРЬ, 30

Александр Савельев

Корреспондент «Белсата» в Краснодаре Александр Савельев вместе с активистами «Экологической вахты по Северному Кавказу» отправился снимать незаконное строительство дачи на берегу Черного моря. Трое неизвестных в медицинских масках напали на активистов, били кастетом и ногами. Корреспонденту «Белсата» в Краснодаре Александру Савельеву по чистой случайности удалось избежать нападения – журналист открывал ворота, чтобы загнать машину. «Я не понимал, что происходит, я открывал эти ворота. В итоге, когда я вышел, я увидел, что Андрей Рудомаха лежит в крови. Я его поднял, завел внутрь. И тогда мы уже вызвали скорую и позвонили адвокату, который вызвал полицию», – говорит Александр Савельев. Те, кто напал на экологов, забрали всю технику и документы. Видео корреспондент сумел сохранить. Экологи и журналисты считают, что не обошлось без работы спецслужб – иначе их перемещения отследить было бы невозможно. По факту нападения заведено уголовное дело.

 

Хартыя 97, 30 дек                                     другое

 

 

Получено от корреспондентов:

31, 33, 32, 28, 24, 23, 27, 40, 18, 29, 34, 10,

21, 45, 30, 27, 23, 8, 17, 7, 15, 32, 27, 58,

23, 27, 25, 50, 38, 42, 22, 30, 20, 48, 35, 34                                                          

36, 19, 35, 31, 38, 29, 17, 35, 39, 30, 31, 36

30, 34, 28, 35, 52, 39, 25, 34, 46, 40, 36, 30

33, 34, 31, 36, 27, 31, 21, 32, 18, 30; 23, 25

16, 32, 16, 18, 35, 23, 28, 38, 29, 12, 35, 21                              

25, 22, 34, 32, 25, 28, 25, 37, 31, 37, 30, 26                                                    - 33

38, 26, 37, 27, 21, 37, 10, 34, 24, 30, 39, 29                                              

31, 34, 35, 25, 24, 12, 35, 24, 40, 31, 31, 24

30, 21, 39, 43, 17, 12, 24, 42, 28, 27, 26

 

КРОМЕ ТОГО, из др. источников (прессы, «самотеком»):

103, 102, 121, 126, 97, 76, 84, 103, 87, 159, 187, 89,

107, 110, 111, 146, 112, 94, 118, 97, 126, 126, 105, 131,

111, 135, 158, 90, 108, 88, 87, 107, 107, 130, 93, 134                                         

82, 122, 147, 117, 106, 113,121, 109, 134, 153, 114, 142

89, 104, 169, 142, 105, 104, 98, 127, 97, 110, 147, 220

86, 114, 188, 115, 147, 83, 103, 128, 115, 160; 108, 116

102, 111, 121, 121, 81, 96, 131, 122, 97, 123, 103, 110                                                    

104, 162, 85, 85, 88, 78, 85, 124, 169, 125, 95, 106                                         - 112

93, 91, 133, 128, 135, 84, 139, 111, 111, 87, 98, 82

58, 81, 112, 124, 110, 119, 96, 112, 116, 89, 105, 105

64, 78, 143, 108, 96, 95, 65, 71, 93, 141, 100

 

Всего:

134, 135, 153, 154, 121, 99, 111, 143, 105, 199, 221, 99,

128, 155, 141, 173, 135, 102, 135, 104, 141, 158, 132, 189,

134, 162, 183, 140, 146, 130, 109, 137, 127, 178, 128, 168                                  

118, 141, 182, 148, 142, 142, 138, 144, 170, 183, 145, 178

119, 138, 197, 177, 157, 143, 123, 161, 143, 150, 183, 250

119, 148, 219, 151, 174, 114, 124, 160, 133, 190; 131, 141

118, 143, 137, 131, 116, 119, 159, 160, 126, 135, 138, 131                                                               

129, 184, 119, 117, 113, 106, 110, 161, 200, 162, 125, 132                           - 145

131, 117, 170, 155, 156, 121, 149, 145, 135, 117, 137, 111

89, 115, 147, 149, 134, 131, 131, 136, 156, 120, 136, 129

94, 99, 182, 151, 113, 107, 89, 113, 121, 168, 126

 


Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни