Результаты мониторинга
5 Декабря 2017 года

Результаты мониторинга ФЗГ за ноябрь 2017 года

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов и блогеров – 7 (Игорь Рудников, главный редактор газеты «Новые колеса», Калининград; Владимир Путилин, пресс-секретарь «Градус ТВ», Москва; Денис Адамов и Тимофей Ефремов, оба - сотрудники интернет-издания «Якутия.инфо», Якутск; Андрей Тимесков, корреспондент «Новых Известий», Санкт-Петербург; Мария Семеняченко, корреспондент РЕН ТВ, Москва; Антон Пальчиков и Валерий Фаустов, журналисты телеканала «Липецкое время», Липецк; съемочная группа телеканала «Россия 1», Москва).

Нападения на редакции, телецентры – ()

Попытки цензуры – ().

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 3 (Игорь Рудников, главный редактор газеты «Новые колеса», Калининград; Анатолий Плешанов, блогер, Тверь; Дарья Комарова, бывший главный редактор прекратившей существование газеты «Эксперт Чувашии», Чебоксары).

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Вячеслав Филогриевский, шеф-редактор новостей телекомпании МТК. Магадан).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 5 (Игорь Рудников, главный редактор газеты «Новые колеса», Калининград; Андрей Ежов, корреспондент «Эха Москвы», Москва; Ольга Сапронова, корреспондент «Градус-ТВ», Москва; Владимир Путилин, пресс-секретарь «Градус ТВ», Москва; Леонид Кудинов, блогер, Краснодар).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 6 (информагентство «Новый День», Екатеринбург; Владимир Путилин, пресс-секретарь «Градус ТВ», Москва; Денис Адамов и Тимофей Ефремов, оба - сотрудники интернет-издания «Якутия.инфо», Якутск; Александр Сотник, журналист телеканала «Сотник ТВ», Москва; съемочная группа ГТРК «Липецк», Липецкая область; Юлия Завьялова, главный редактор издания «Блокнот Волгограда», Волгоград).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 17 на сумму 23 846 500 рублейРассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 10, удовлетворено – 4, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 50 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 29

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 1 (интернет-канал «Малина», Екатеринбург).

Изъятие (скупка, арест) тиража – ().

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – ().

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (телефон Марии Семеняченко, корреспондента РЕН ТВ, Москва).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - 1 (Институт региональной прессы, Санкт-Петербург).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 34

НОЯБРЬ, 1, 4
Игорь Рудников
Газета «Новые колеса»
В Калининграде силовики пришли с обыском в редакцию общественно-политической газеты «Новые колеса» и задержали главного редактора издания, депутата Калининградской областной Думы Игоря Рудникова. Как рассказали журналисты «Новых колес», в 15:40 по местному времени неизвестные силовики начали «штурмовать редакцию». Когда к помещению пришел адвокат, сотрудники газеты пустили их в помещение; там начался обыск. По словам сотрудников издания, главного редактора газеты Игоря Рудникова задержали за пределами редакции и привезли туда в наручниках. При задержании, как рассказали журналисты, его избили. Также была задержана соучредитель газеты Светлана Березовская. Около десяти часов вечера у здания, в котором располагаются «Новые Колеса» остановилась скорая помощь. Медицинская помощь потребовалась Игорю Рудникову. Его коллега и помощник Юрий Грозмани рассказал, что редактора избили сотрудники спецслужб - его несколько раз ударили по голове, есть подозрение на сотрясение мозга. Позже в разговоре с корреспондентом «Нового Калининграда» Грозмани скажет, что Рудникову сломали руку. Главный редактор газеты был госпитализирован, передает корреспондент «Нового Калининграда» с места событий. Его вынесли из редакции издания на носилках. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов, отвечая на вопрос о происходящем, пообещал «пригласить представителей правоохранительных органов», чтобы «понять, что происходит». Источник в правоохранительных органах заявил изданию Kлопс.ру, что Игорь Рудников подозревается в получении крупной денежной суммы от лица, заинтересованного в сокрытии порочащей его информации. Как сообщает портал «Медуза» со ссылкой на губернатора Калининградской области Антона Алиханова, против главного редактора «Новых колес» возбуждено дело о вымогательстве. Оно уже передано в Москву и находится на контроле у главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. 4 ноября суд принял решение об аресте Игоря Рудникова до 1 января. По версии следствия, Рудников вымогал $50 тысяч у руководителя регионального управления Следственного комитета Виктора Леденева. А взамен пообещал перестать публиковать информацию, которая «порочит» главу местного СК. Издание «Новые колеса» выпустило несколько материалов о роскошном особняке Леденева на берегу озера. Рудников заявляет о своей полной невиновности и называет руководителя регионального управления СК провокатором. Рудников настаивает, что просил у Леденева не деньги, а документы - материалы дела о покушении, совершенном на журналиста в 2016 году; однако в папку вместе с бумагами силовики положили еще и меченые купюры. В начале ноября должен быть вынесен приговор по делу о покушении на убийство Игоря Рудникова - в марте 2016 года его пять раз ударили ножом в Калининграде. По делу проходит обвиняемым бывший полицейский Алексей Каширин. Сейчас идет пересмотр дела - Каширина ранее уже приговорили к полутора годам колонии-поселения, но позже приговор был отменен. Обвинение просит для него 10 лет строгого режима.

НОЯБРЬ, 1
Информагентство «Новый День»
В Екатеринбурге после публикации на ленте новостей уральского информагентства «Новый День» сообщения об якобы возникших экономических трудностях у предприятия, принадлежащего чете Лилии и Олега Долгановых, реакция «героев» оказалась неожиданно агрессивной. Лилия Аликовна на следующий день позвонила в редакцию и пообещала вместе с сотрудниками полиции нанести визит, а затем и увечья корреспондентам. Агентство опубликовало аудиозапись громкого заявления. Реакция тем более удивительна, учитывая, что Долганова в прошлом была руководителем местной телекомпании «10 канал» и не понаслышке знакома с требованиями профессиональной этики и законными способами решения проблем. Правда, это не помешало ей при ликвидации вышеупомянутой ТВ-компании вступить в конфликт с собственными подчиненными в связи с долгами по зарплате. Как надеются журналисты «Нового Дня», «в региональном главке области не оставят без внимания информацию о намерении госпожи Долгановой втянуть сотрудников свердловской полиции в мероприятие по «проламыванию голов».

НОЯБРЬ, 1
RostovGazeta
Футбольный клуб «Ростов» угрожает журналистам лишением аккредитации за материалы о финансах клуба, сообщил RostovGazeta PR-директор клуба Денис Новоселов. Ранее RostovGazeta писала о том, что трансфер ростовской команды в Санкт-Петербург обошелся более чем в 2,3 миллиона рублей, а главный тренер команды Леонид Кучук негативно отзывался о болельщиках клуба. «Вы написали очень странную статью про 2,3 миллиона рублей за перелет. Я не вижу в этом ничего плохого, за исключением того, почему вы это написали…. Мы будем ставить вопрос о лишении вас аккредитации», - сказал Новоселов. Ранее PR-директор также попросил издание не разглашать тот факт, что клуб приостановил продажу более дешевых билетов до продажи более дорогих на домашние матчи ростовской команды. По его словам, если даже одна из телевизионных компаний не стала сообщать об этом, то никто не должен об этом говорить.

НОЯБРЬ, 1
«Новая газета»
Редакция «Новой газеты» направила в адрес председателя Новгородской областной думы официальное письмо с просьбой предоставить распечатки итогов открытого голосования, каждого депутата с указанием фамилии, имени, отчества и результата голосования - «за», «против», «воздержался», «не голосовал», «не присутствовал». В ответ получено письмо «О рассмотрении обращения», в котором сказано: «В соответствии с частью 2 статьи 34 постановления Новгородской областной Думы от 30.08.2006 №1480-Ш ОД «О Регламенте Новгородской областной Думы» распечатку итогов открытого голосования вправе получить депутаты Новгородской областной Думы». Запрошенных сведений, а равно уведомления об отказе в предоставлении информации, оформленного в порядке ст.40 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в письме не содержится.

НОЯБРЬ, 2
ГТРК «Калининград»
Неизвестный с резаком в руке ворвался в здание ГТРК «Калининград» и начал угрожать охраннику расправой. Об этом сообщается на сайте телекомпании. По словам журналистов, мужчина был в темных очках и, появившись в вестибюле здания, начал развешивать на стенах листовки с экстремистским содержанием. Сотрудник охраны попытался остановить незнакомца, но тот принялся размахивать резаком и крикнул: «А хочешь, я тебе вены вскрою!». После этого он сбежал из здания, попутно выкрикивая угрозы в адрес работников телекомпании. Вскоре злоумышленник был задержан. В отношении него составлен протокол за мелкое хулиганство. Проводится проверка, по результатам которой будет принято решение о возбуждении уголовного дела.

НОЯБРЬ, 2
Все СМИ
В Международный день борьбы с безнаказанностью за преступления против журналистов 2 ноября 2017 года организация Free Press Unlimited, специализирующаяся на поддержке свободы слова, распространила заявление, в котором обратила внимание на безнаказанность преступлений против прессы. СМИ, подписавшие заявление, обязуются освещать случаи насилия против коллег и оказывать давление на тех, кто способствует таким преступлениям. Распространенное Free Press Unlimited обращение подписал Комитет по защите журналистов (Committee to Protect Journalists). По данным этой организации, с января 1993 года по май 2017 года на Северном Кавказе были убиты 26 журналистов. Безнаказанность процветает в зонах конфликтов, где обладающие силой фигуры часто прибегают к насилию и запугиваниям, чтобы контролировать содержание медиа-сообщений. Подписи под обращением Free Press Unlimited поставили более 60 представителей средств массовой информации, некоммерческих организаций, ассоциаций и вещательных сетей из более чем 20 стран. Среди подписавшихся – «Кавказский узел». Журналисты этого издания многократно подвергались нападениям, двое погибли, а в Чечне по сфабрикованному делу в заключении находится корреспондент Жалауди Гериев (см. дайджест ФЗГ 784 , дайджест ФЗГ 799). Убийства и бесследные исчезновения журналистов, в том числе на Северном Кавказе, годами остаются не расследованными, заказчики преступлений к ответственности не привлекаются. Не расследованным до сих пор остается и дело об убийстве корреспондента «Кавказского узла» Ахмеднаби Ахмеднабиева в 2013 году. В связи с тем, что расследование убийства велось неэффективно и власти не приняли мер для защиты Ахмеднабиева, в ЕСПЧ направлена жалоба. Ситуацию можно изменить совместным планомерным давлением на власть, считают сотрудники медиа. Международный день борьбы с безнаказанностью за преступления против журналистов отмечается в системе международных дней ООН ежегодно 2 ноября. Он учрежден в 2013 году резолюцией Генеральной Ассамблеи с целью привлечь внимание общественности к безнаказанности за преступления против журналистов. Эта резолюция призывает государства-члены ООН принимать конкретные меры по противодействию современной «культуре безнаказанности», сообщается на сайте ЮНЕСКО.

НОЯБРЬ, 2
РЕН-ТВ
Сюжет канала РЕН-ТВ, в котором международный правозащитный центр «Мемориал» обвинили в реабилитации нацизма, не носит «порочащего характера». Об этом говорится в тексте судебного решения по иску организации к телеканалу. «Мемориал» требовал взыскать с РЕН-ТВ 200 тысяч рублей за распространение сведений о том, что организация рассказывает детям, будто Гитлер нес в СССР европейские ценности. Речь, предположительно, идет о материале журналиста Виталия Ханина о церемонии награждения победителей XVII Всероссийского конкурса исторических работ «Человек в истории. Россия - XX век». Суд отклонил иск «Мемориала», постановив, что его интересы не были ущемлены, и что РЕН-ТВ не обвинял правозащитный центр «Мемориал» в совершении преступления. Адвокат Марина Агальцова отметила, что такое решение не соотносится со статьей уголовного кодекса о реабилитации нацизма. По ее словам, суд фактически признал, что в России можно оправдывать Гитлера. В «Мемориале» подчеркивают, что сообщения о якобы имевшей место реабилитации нацизма правозащитной организацией являются ложными.

НОЯБРЬ, 3
Андрей Тимесков
В Санкт-Петербурге фигурантка одной из публикаций в «Новых Известиях», разоблачающей деятельность догхантеров (отравителей собак), ударила бутылкой по голове её автора. Позже она узнала, что журналист серьёзно не пострадал. Тогда она решила добить его любой ценой. Для этого она приобрела топор и стала почти каждый день приезжать к дому Андрея Тимескова, требуя, чтобы он вышел на улицу. Он, разумеется отказывался. Тогда гражданка начала бросать в его окна камни и бутылки. После чего сделала на доме и на асфальте у входа в дом нецензурные и клеветнические надписи заведомо ложного содержания, обвиняющие репортера в совершении особо тяжких преступлений сексуального характера. Затем села в свою машину и уехала. Вызываемая Тимесковым в очередной раз полиция прибыла с опозданием, приняла очередное заявление и отбыла восвояси.

НОЯБРЬ, 3
СМИ Пермского края
Налоговая служба обратилась в арбитражный суд Пермского края с заявлениями о банкротстве трех медийных компаний, подконтрольных депутату Госдумы РФ от партии «Единая Россия» Дмитрию Скриванову. Суммарная недоимка двух из них, сообщается на судебном сайте, превышает 9,4 млн рублей. Начав в 2014 году скупку местных СМИ, депутат заксобрания Пермского края Д. Скриванов публично назвал это бизнес-проектом. Дальнейшие события показали, что единоросс использует теле- и радиоэфир, интернет, печатные страницы в политических целях. Выборная кампания 2016 года в Госдуму РФ прошла под градусом его ожесточенной борьбы со сторонниками действующего тогда пермского губернатора Виктора Басаргина. Получив думский мандат, Д. Скриванов явно желал в 2017 году занять губернаторское кресло. 23 января он заключил договор цессии (договор переуступке долга) с бизнесменом Андреем Сумливым, передав права требования с медиахолдинга ООО «АктивМедиа» задолженности по предоставленным собой любимым в 2014-2015 годах денежным займам на общую сумму 157,6 млн рублей. Среди пермских журналистов бытует мнение, что Д. Скриванов разрушил остатки некогда влиятельных местных СМИ. Провал так называемого бизнес-проекта с далеко идущими политическими амбициями аукнулся и государству – очередными налоговыми недоимками.

НОЯБРЬ, 3
Денис Адамов
Тимофей Ефремов
В Якутске избиты журналисты независимого издания. Три человека напали на сотрудников интернет-издания «Якутия.инфо» и избили их с применением электрошокового устройства. По словам пострадавших, «в редакцию в сопровождении двух братков вломился экс-сотрудник Фонда будущих поколений Якутии Николай Фомин, который ударил редактора Дениса Адамова. Редактор Тимофей Ефремов взял телефон, чтобы записать происходящее. Николай Фомин набросился уже на Тимофея, а его подельник ударил журналиста электрошокером в правый бок. Денис оттолкнул Фомина и стал вызывать охрану. На шум прибежали соседи по офису. Троица спешно убежала». По мнению сотрудников редакции, Фомину не понравилась недавняя публикация на портале, критикующая его деятельность. С возгласами: «Ты зачем это разместил! Ты чмо! Я тебя каждый день бить могу, и мне ничего не будет!», он нанес несколько ударов редактору Денису Адамову. В адрес журналистов «Якутия.Инфо» прозвучала угроза, что их будут ждать в подъезде и бить по почкам. Следственным комитетом России по Республике Саха (Якутия) начата процессуальная проверка по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). Совет главных редакторов Якутии подготовил официальное обращение в адрес министра внутренних дел Республики Саха (Якутия) Владимира Прокопенко с просьбой взять дело под личный контроль. «Данный случай мы рассматриваем как угрозу личности и здоровью человека, а также как прямое нарушение права журналистов на информирование, проведение журналистского расследования, воспрепятствование работе средств массовой информации. Угрозы, прозвучавшие в их адрес, являются, попыткой вмешательства в деятельность СМИ и права на распространение информации, гарантированное федеральным законом «О средствах массовой информации». Считаем недопустимым любую агрессию, моральное давление и физическое воздействие по отношению к журналистам. Совет главных редакторов выражает свою обеспокоенность и будет следить за расследованием дела», - говорится в обращении. Пресс-служба регионального МВД сообщила, что сотрудники уголовного розыска МВД Якутии задержали и передали следствию одного их основных фигурантов по делу о нападении на журналистов - экс-руководителя управления целевых программ Фонда будущих поколений, бывшего председателя молодежного парламента, члена Общественной палаты второго созыва Николая Фомина. Местонахождение еще двух участников нападения тоже установлено.

НОЯБРЬ, 3
Издание «Общественный контроль»
Сотрудников издания «Общественный контроль» (ok-inform.ru) увольняют, а выплаты задерживают – об этом редакции Лениздат.Ру сообщили сами уволенные работники. По их словам, трудовые книжки сотрудники уже получили, но долг за отработанный период им не выплачен. При этом, по их словам, за несколько дней до увольнения редакционный коллектив получил письмо от главреда ресурса, в котором сообщается: когда деньги будут выплачены – неизвестно, проект руководство постарается сохранить, в настоящее время идет поиск инвестора и вариантов финансирования. При этом автор письма указывает, что на прошлой неделе прошли аресты в «головных компаниях» издательского дома. Дело в том, рассуждают уволенные сотрудники, что на прошлой неделе прошла крупнейшая операция силовиков, связанная с расследованием деятельности ряда петербургских СРО на строительном рынке. В публикациях СМИ фигурирует мошенничество на 4 млрд рублей. Если эти события связаны, то в таком случае можно предположить, что бенефициарами деятельности портала «ОК-информ» были организации, связанные с СРО, упоминаемыми в СМИ («Стандарт-Проект», «Стандарт-Изыскания» и «Строительный ресурс»). К слову, поиск по юридическим базам выдает одноименный сайту фонд «Общественный Контроль», руководителем которого указан член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге Павел Созинов (к слову – один из учредителей этой организации), чья деятельность тесно связана с рынком строительства и недвижимости. В материале издания 47news.ru, посвященном обыскам в СРО Петербурга, указывалось, что «ключевым» адресом для действий силовиков «был дом 31 на Захарьевской улице», где были зарегистрированы указанные саморегулируемые организации и откуда, «по версии следствия, и исчезли 4 миллиарда рублей». Любопытно, что фонд «Общественный контроль» зарегистрирован по тому же адресу. С фондом связано ООО «ИД «Общественный Контроль» и ООО «Агентство строительных новостей». Кроме того, на сайте Национального агентства мониторинга и статистики Павел Созинов указан в составе коллегиального органа СРО «Строительный ресурс», которое и было в центре внимания правоохранительных органов.

НОЯБРЬ, 5
Андрей Ежов
Среди задержанных на публичных акциях в Москве оказались активисты движения «Весна», которые приехали из Санкт-Петербурга на чтения экономиста Адама Смита. Их задержали, когда те вышли во время обеденного перерыва из Высшей школы экономики на Пушкинскую площадь. Там же был задержан корреспондент «Эха Москвы» Андрей Ежов. Его доставили в ОВД «Басманный», а позже, после проверки документов, отпустили, как он сам написал в своем «Твиттере».

НОЯБРЬ, 5
Ольга Сапронова
Корреспондент «Градус-ТВ» Ольга Сапронова была задержана в Москве при освещении протестной акции. Задержание Сапроновой произошло в районе Пушкинской площади во время исполнения ею профессиональных обязанностей - Сапронова снимала задержания, производимые сотрудниками полиции. У журналиста вырвал пресс-карту. Ольга Сапронова была доставлена в ОВД Тверской. Позднее ее отпустили.

НОЯБРЬ, 5
Владимир Путилин
В Москве на Пушкинской площади полиция задержала пресс-секретаря «Градус ТВ» Владимира Путилина. «Градус ТВ» утверждает, что тогда Путилин «просто направлялся в метро», чтобы поехать домой. В ОВД «Коптево» на него составили протокол за нарушение порядка проведения акции (ч. 5 ст. 20.2 КоАП) и отпустили.

НОЯБРЬ, 6
Александр Горохов
В Москве на Триумфальной площади старший лейтенант полиции Кухначев пытался задержать корреспондента «Медиазоны» Александра Горохова. Журналист рассказал, что на 1-й Брестской улице сделал фотографию полевой кухни сил Нагцвардии и полицейских. Когда журналист остановился у станции метро «Маяковская» поговорить по телефону, к нему подошли полицейские и сказали, что он подозревается в совершении уголовного преступления. Старший лейтенант полиции также сообщил, что корреспондент одет в черную одежду и проходит по ориентировке. Он добавил, что на Горохова «пожаловались» из-за того, что тот сфотографировал служебный транспорт. Сам журналист утверждает, что таких фотографий не делал. При осмотре документов у Горохова вырвали пресс-карту из рук. После этого к старшему лейтенанту подошел капитан полиции Кропашкин, вернул Горохову пресс-карту и осмотрел рюкзак журналиста. Лейтенант рассказал, что полицейские все праздничные дни обязаны досматривать всех мужчин в возрасте от 20 до 45 лет с рюкзаками на наличие запрещенных предметов.

НОЯБРЬ, 7
Алексей Лапшин
Верховный суд Чувашии подтвердил наказание блогеру за репортаж о работе сотрудников ДПС. Верховный суд Чувашии 7 ноября отклонил апелляционную жалобу блогера Алексея Лапшина на штраф 500 рублей за «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» (часть 1 статьи 19.3 КоАП). Об этом пишет «Idel. Реалии». 28 сентября Чебоксарский районный суд оштрафовал на 500 рублей Алексея Лапшина за то, что он якобы воспрепятствовал досмотру машины съемкой на камеру. Активист приехал на пост у населенного пункта Хыркасы на трассе М7 «с целью мониторинга», чтобы посмотреть «как выполняют свои обязанности полицейские». Этим он занимается уже полтора года, так как считает, что этот пост - «кормушка ДПС». Когда Лапшин начал снимать, к нему вышел сотрудник национальной гвардии, который стал прогонять активиста с поста. По словам Лапшина, он пошел к сотрудникам ДПС уточнить данные нацгвардейца, чтобы написать на него жалобу, а те вызвали заместителя спецбатальона ДПС по республике. После того, как тот приехал, на блогера составили протокол и начали досмотр. Блогер стал снимать, и сотрудники ДПС посчитали, что это мешает проведению осмотра машины. Активист утверждает, что находился в полуметре от автомобиля, но «никаких физических контактов с представителями власти не было». Алексей Лапшин ведет свой канал на YouTube, куда выкладывает видео в поддержку Алексея Навального и ролики о неправомерных действиях полицейских.

НОЯБРЬ, 7
Газета «Черновик»
Маирбек Агаев

В производстве Советского районного суда Махачкалы находится иск о защите чести и достоинства, предъявленный к редакции газеты «Черновик» е ее главному редактору Маирбеку Агаеву директором ООО «Управляющая компания№7» Магомедтагиром Магомедовым. Поводом для иска послужила публикация этим изданием письма жильцов одного из домов с обвинением истца в вымогательстве. Магомедтагир Магомедов просит суд обязать ответчика напечатать опровержение и взыскать с него в качестве компенсации морального вреда 1 000 000 рублей, а с главного редактора издания Маирбека Агаева – 300 000 рублей.

НОЯБРЬ, 7
Телеканал «Россия»
В Карелии не первый год длится скандальная история между строительной компанией «Сана +» и гражданами, имевшими несчастье, как они теперь считают, вступить с ней в коммерческие отношения. Тема эта обсуждается в СМИ Карелии, пострадавшие выходят на митинги, эту тему обсуждала Общественная палата Карелии, в конфликт между гражданами и строительной компанией погружался Совет по правам человека при президенте России, одно из своих заседаний проводивший в Петрозаводске. Десятки заявлений, обращений и жалоб на строительную компанию «Сана+» были направлены в разные федеральные органы власти (в президентскую администрацию, Генпрокуратуру, Следственный комитет РФ и проч.). Не без общественного давления карельское управление Следственного комитета России возбудило уголовное дело о мошенничестве в отношении группы лиц, причастных к ООО «Сана+», входящей в группу компаний «Сана», строящих жильё в Карелии. И вскоре после этого телеканал «Россия» в июне 2017 года подготовил телевизионный репортаж, рассказав в нём о людях, пострадавших от строительной фирмы. Однако в июле уголовное дело по факту мошеннических действий из-за отсутствия состава преступления было прекращено, а государственный холдинг ВГТРК, в состав которого входит телеканал «Россия», неожиданно для себя оказался в роли ответчика, который, по утверждению истца в лице фирмы «Сана+», покусился на деловую репутацию строительной компании. 4 октября исковое заявление поступило в Арбитражный суд Карелии, 8 ноября состоится судебное заседание. В числе ответчиков фигурирует и блогер С. Колясников (zergulio), в этой истории выступающий на стороне граждан, пострадавших от фирмы «Сана+». Он пишет на своей странице, что, в отличие от телеканала «Россия», репортаж удалять не собирается и будет дожидаться решения суда. На своей странице он также сообщает и о размере материальной компенсации, которую требует строительная компания «Сана +» - 5 миллионов рублей с блогера и 10 миллионов – с ВГТРК.

НОЯБРЬ, 7
Съемочная группа телеканала «Россия»
Минувшей ночью в Астрахани съемочная группа телеканала «Россия» и руководитель Федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев осуществил рейд по магазинам и прилавкам на наличие контрафактного алкоголя. На месте событий оказался наш коллега из Astrakhanpost.ru и сообщил, что в магазине «Родничок» были найдены около десяти ящиков контрафакта. Но одним нарушением тут не отделались - завязалась драка: «В этот магазин пришло несколько хулиганов в состоянии алкогольного опьянения. Мужчины пытались купить подделки. В какой-то момент они попытались начать драку. Благо дополнительный наряд полиции вовремя поспел и хулиганов удалось задержать - сообщил корреспондент сетевого издания. Всех задержанных отправили в отдел полиции.

НОЯБРЬ, 7
Евгений Доможиров
На прениях в Грязовецком райсуде Вологодской области представитель обвинения попросил приговорить к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком три года блогера, лидера регионального отделения Партии прогресса Евгения Доможирова. Об этом сообщает «Медиазона» со ссылкой на адвоката активиста Виталия Черкасова. Доможирова обвиняют в клевете (часть 2 статьи 128.1 УК РФ), публичном оскорблении полицейского (статья 319 УК РФ) и возбуждении ненависти к социальной группе «вологодские сотрудники полиции» (часть 1 статьи 282 УК РФ, единственная среди предъявленных предусматривает лишение свободы - от двух до пяти лет). Активист отказался признавать вину по всем эпизодам. Дело о клевете против Доможирова было открыто 30 июля 2016 года. Как рассказал Черкасов, Доможиров обвинил прокурора области Александра Гринева в крышевании местной предпринимательницы. Прокурор на это никак публично не отреагировал, а женщина сама подала в полицию заявление на активиста. В тот же вечер около 22 часов восемь полицейских явились в дом матери Доможирова Галины Александровой в деревне Троицкое Грязовецкого района, где тогда находился ее сын, и заявили, что намерены провести обыск. Александрова потребовала у силовиков документы. В ответ они начали прорываться в дом силой, при этом пенсионерке повредили руку. В итоге, однако, полицейские удалились, так и не попав в дом. 9 августа прошлого года следователь по особо важным делам областного главка СКР Н. Шилов возбудил против Александровой дело. 13 октября матерную брань в адрес полицейского вменили и самому Доможирову, также участвовавшему в конфликте 30 июля. «Экстремистскую» 282-ю статью ему вменили за публикацию в интернете текста и комментариев об этом инциденте, в которых, согласно фабуле дела, содержатся фразы, «унижающие человеческое достоинство по признакам принадлежности лиц к определенной социальной группе». 30 марта мировой судья судебного участка № 34 города Грязовца Вологодской области признал Александрову виновной в публичном оскорблении сотрудника полиции и приговорил ее к штрафу в размере 6 тысяч рублей. В заключении эксперта Минюста Алены Красиковой отмечалось, что в словах Александровой «Да пошел ты на х..» содержатся признаки унижения. В суде эксперт пояснила, что фраза «негативно оценивает личность сотрудника полиции, что свидетельствует о выраженности негативного отношения к нему, превосходства над ним, понижении его социального статуса». Привлеченные стороной защиты лингвисты пришли к выводу, что заключение Красиковой научно и методически не обосновано. Адвокат Черкасов заявил, что решение мирового судьи будет обжаловано. Суд 17 ноября оправдал Евгения Доможирова по двум из трёх статей обвинения – в возбуждении ненависти либо вражды в отношении полицейских и клевете на прокурора. При этом Доможирова признали виновным в оскорблении полицейского и приговорили к 60 часам исправительных работ. Доможиров отрицал вину по всем статьям. Об этом сообщил «Медизаоне» адвокат международной правозащитной группы «Агора» Виталий Черкасов.

НОЯБРЬ, 8
Съемочная группа ВГТРК
Липецкий СК направил в суд уголовное дело в отношении бывшего мэра Ельца Виктора Соковых, сообщила пресс-служба СУ СКР по региону. Его обвиняют в воспрепятствовании законной деятельности журналистов. Инцидент случился 16 марта этого года. Журналисты для программы «Вести. Дежурная часть» готовили видеорепортаж. Напомним, в начале года в доме виновника правоохранители во время обыска нашли целый арсенал оружия – автомат, гранаты и патроны. Об этом и хотели поговорить столичные журналисты с экс-мэром. Журналисты ВГТРК обратились в правоохранительные органы после интервью с экс-мэром Ельца. Вместо комментариев экс-глава Ельца угрожал журналистам топором Чиновник, препятствуя профессиональной деятельности журналиста, повредил беспроводной микрофон, который был у корреспондента в руках. Кроме того, он угрожал съемочной группе. Материальный ущерб из-за повреждённого микрофона специалисты оценили в 22 тыс рублей.

НОЯБРЬ, 8
Алексей Назимов
Редактор алуштинской «Твоей газеты» Алексей Назимов на заседании в суде сказал, что взял деньги за отказ от критических публикаций о «Единой России» из-за угроз, передают «Крым.Реалии». Дело по части 2 статьи 163 УК РФ («Вымогательство в крупном размере, совершенное группой лиц») слушается в Алуштинском городском суде, по нему судят Назимова и депутата городского совета Павла Степанченко. Согласно обвинительному заключению, Назимов попросил местного предпринимателя Михаила Красненкова организовать встречу с представителями «Единой России», и тот свел его с членом партии Александром Рыжковым. Единоросс дал Назимову 30 тысяч рублей за то, чтобы журналист не публиковал материалы о партии, но после отказался ему платить: журналист не предоставил гарантий. После этого на сайте появилось несколько критических публикаций. Во время оглашения заключения Назимов назвал бредом эти данные. Он рассказал, что Красненков якобы говорил, что вопрос с журналистом «могут решить радикальным образом». Также Назимов заметил: он брал деньги за не упоминание «Единой России», но «это не позорящие сведения и в этом нет преступления». Назимова и Степченко задержали в октябре 2016 года.

НОЯБРЬ, 9
ООО «РИА ИД «Компаньон»
ООО «РИА ИД «Компаньон» (Пермь), учредитель делового еженедельника «Новый компаньон», стало ответчиком по иску о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда на общую сумму 1 млн рублей. Заявителями выступили бывшие заместители руководителя теруправления Росимущества по Пермскому краю Галина Постаногова и Андрей Баев, экс-начальник правового отдела этого ведомства Юрий Подпалый и адвокат Михаил Постаногов, оценившие свои нравственные страдания по 250 тыс. рублей. ФЗГ рассказывал об исках к тому же ответчику, предъявленных со стороны ОАО «Порт Пермь» и его фактического руководителя - гражданина Великобритании Чарльза Батлера, которого журналисты назвали сыном английского лорда. В публикациях «Еще два года – и в Перми порта не будет», «Почти приплыли» истцам не понравились фразы о выводе больших денег из России в Чехию, распродаже судов, невыплатах зарплаты и налогов, нарушении закона об иностранных инвестициях, сокращении рабочей недели при увеличении зарплаты для руководителей и т.д. Арбитражный суд Пермского края 3 февраля 2016 года признал требования ОАО «Порт Пермь» необоснованными. Ленинский районный суд Перми 29 февраля 2016 года отказал в удовлетворении иска Ч. Батлера. Еженедельник «Новый компаньон» продолжил освещать портовую тему. В заметке «Чарльз Батлер «ушел в бега» от 14 февраля 2017 года было сообщено об очередном уголовном деле, связанном с ОАО «Порт «Пермь». «Сын английского лорда» заподозрен в злоупотреблении полномочиями при сделках с землей на сумму более 1 млрд рублей и объявлен в федеральный розыск, – поведало печатное издание. Последовал новый иск от лиц, которые не упомянуты в публикации. «Мое имя марают в «терках» между акционерами, которых я не знаю», - заявил 9 ноября на предварительном заседании Ленинского районного суда Перми бывший начальник правового отдела ТУ Росимущества Ю. Подпалый. «Ложные утверждения положены в основу статьи и бросают тень на наше профессиональное сообщество», - сказал бывший замруководителя теруправления А. Баев, уволенный в 2016 году из Росимущества за однократное грубое нарушение служебных обязанностей. Фамилии «Подпалый» и «Баев» отсутствуют в оспариваемой заметке. Однако оба истца утверждают, что узнали себя во фразе «Ответственные сотрудники Росимущества написали заведомо проигрышный отзыв, даже не явились в суд и проиграли дело». Речь там шла о приватизации участков федеральной земли на берегу Камы в историческом центре Перми. Истица Г. Постаногова, также уволенная в 2016 году за однократное грубое нарушение с должности замруководителя теруправления Росимущества, и истец, действующий адвокат М. Постаногов на предварительное слушание 9 ноября не явились. По 250 тыс. рублей они требуют за фразу «Случайно это или нет, но защитником Батлера является адвокат Михаил Постаногов, муж Галины Постаноговой, находившейся на руководящем посту теруправления Росимущества во время приватизации участков». Судья Екатерина Оплетина назначила продолжение предварительных слушаний на 7 декабря, основное судебное заседание – на 13 декабря.

НОЯБРЬ, 9
СМИ Швеции
Тим Андерссон
По сообщению издания 7х7, в Усинске (Республика Коми) полиция задержала группу шведских журналистов-фрилансеров, которые прибыли с ознакомительной поездкой. Их обвинили в нарушении правил пребывания в Российской Федерации. Иностранные граждане хотели поближе познакомиться с бытом коренных народов республики, побольше узнать об экологической ситуации в регионе и пообщаться с российскими коллегами. Поездку организовало международное журналистское сообщество «Баренц-Пресс Интернешнл». После кратковременного пребывания в Сыктывкаре группа планировала посетить Ижемский район и Усинск. В Ижме журналисты ознакомились с экспозицией местного музея и пообщались жителями села, затем иностранцы отправились в Усинск, планировали расспросить представителей «Лукойла» об экологической обстановке в районе. Однако компания во встрече журналистам отказала. Иностранцы, впрочем, не отчаялись - у них была договоренность с представителем местной прессы, который согласился показать гостям одно из месторождений. И тут начались странности. На вокзале в Усинске группу встретил «проводник» вместе с оператором, который сопровождал журналистов буквально повсюду. По словам «гида», это было необходимо, чтобы выпустить видеосюжет для информационного портала. Однако вместо обещанного материала вышла только ироничная статья в местной газете - о том, как иностранцы «искали то, чего нет». Всю дорогу усинский «проводник» клятвенно заверял шведских коллег, что никаких экологических проблем, в том числе и связанных с разливами нефти, в районе нет. Когда же иностранцы выразили желание посетить эпицентр знаменитой катастрофы 1994 года, проводник отказался показывать им дорогу. Пообщаться с местными жителями журналистам также не удалось. Они решили взять интервью у члена Комитета спасения Печоры Екатерины Дьячковой. Однако за несколько часов до запланированной встречи к иностранцам в гостиницу пришли полицейские и потребовали проехать с ними в участок на разъяснительную беседу. Интервью сорвалось. В отделении журналистов обвинили в том, что они ввели российские власти в заблуждение, солгав об истинной цели своей поездки. Стражи порядка указали шведским гражданам на то, что они въехали в страну по деловым визам, и поэтому не имели права заниматься здесь журналистской деятельностью. После разбирательства двоим задержанным выписали штрафы, и всю группу отпустили. А по возвращении в гостиницу глава «Баренц-Пресс Интернешнл» Тим Андерссон обнаружил у себя в номере следы пребывания посторонних, которые, судя по всему, еще и рылись в его багаже. Несмотря на подпорченное впечатление от поездки, шведские журналисты продолжают считать, что визит в Коми стал для них источником полезного опыта. Теперь они полны решимости сделать большой и честный материал об экологической ситуации в республике.

НОЯБРЬ, 9
Александр Плющев
Журналист Александр Плющев обжаловал отказ Мещанского районного суда Москвы принять его иск к Федеральной службе безопасности (ФСБ) из-за ее намерений получить информацию о декодировании сообщений в Telegram, об этом истец сообщил в своем аккаунте в Twitter. Ранее сообщалось, что журналисты Олег Кашин и Александр Плющев подали исковые заявления к ФСБ, в которых просят столичный суд признать незаконными действия ведомства и обязать ответчика отозвать требование о предоставлении доступа к перепискам пользователей мессенджера. В свою очередь, сами заявители объяснили подачу исков тем, что действия ФСБ затрагивают их право на конфиденциальное общение с источниками информации. «Я уже не первый год большую часть своего времени провожу не в России, и, поскольку моя работа связана с человеческим общением, живые разговоры с источниками и прочими собеседниками мне давно заменили мессенджеры, и прежде всего Telegram... И сейчас Федеральная служба безопасности, пользуясь своим особым положением в государстве, пытается нарушить наши права, вредя тем самым развитию всего общества, а если совсем утилитарно – то и технологий, экономики, то есть даже если подойти к вопросу с другой стороны, все равно окажется, что нарушены наши права», – написал Кашин в Telegram. Мещанский районный суд 16 октября оштрафовал мессенджер на 800 тысяч рублей за отказ предоставить ФСБ информацию о декодировании сообщений некоторых пользователей. Таким образом, компания Telegram Messenger LLP была признана виновной в административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 13.31 КоАП РФ («Неисполнение организатором распространения информации в сети Интернет обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений»). Решение не вступило в законную силу. По данным СМИ, основатель Telegram Павел Дуров в середине июля получил от ФСБ запросы на предоставление информации для декодирования сообщений в отношении шести номеров, использующих мессенджер. Однако Дуров не ответил на запросы, а 27 сентября сообщил, что ФСБ составила административные протоколы на мессенджер в связи с нарушением требований закона о связи.

НОЯБРЬ, 9
«Новая газета»
Верховный суд в Грозном утвердил решение по иску чеченской полиции к «Новой газете», правозащитной организации «Гражданское содействие» и жителю села Кенхи Рамазану Джалалдинову, который выступил с критикой властей республики. Об этом сообщает «Кавказ.Реалии» – проект Радио Свобода. Поводом для иска, поданного в августе, послужила запись руководителя «Гражданского содействия» Светланы Ганнушкиной в Фейсбуке. Она рассказала о притеснении Джалалдинова, а корреспондент «Новой газеты» Елена Милашина опубликовала о нем материал. МВД республики сочло эти сообщения ущемлением чести и достоинства и потребовало опубликовать опровержения. Во время рассмотрения апелляции «Гражданского содействия» у здания суда собрались более ста человек с плакатами, на которых были написаны обвинения в адрес правозащитников и журналистов: «Ганнушкина, почем нынче французский орден почетного легиона», «Милашина – от американских долларов пахнет предательством или жадностью?». В апреле 2016 года Рамазан Джалалдинов опубликовал видеообращение к Путину, в котором пожаловался на коррупцию в регионе. 30 мая 2016 года перед камерами чеченского телевидения он извинился за это перед Рамзаном Кадыровым. На семью жителя Кенхи напали неизвестные, а дом сожгли. 10 ноября 2016-го Джалалдинов сообщил правозащитникам, что уехал из республики после встречи с высокопоставленным чиновником МВД Чечни.

НОЯБРЬ, 9
Игорь Рудников
Центральный райсуд Калининграда приговорил бывшего петербургского милиционера Алексея Каширина к девяти годам колонии строгого режима, сообщает Клопс.Ru. Он признан виновным в покушении на убийство депутата облдумы, издателя и главного редактора газеты «Новые колеса» Игоря Рудникова. После отбытия наказания осужденный будет ограничен в свободе в течение года. Суд также полностью удовлетворил гражданский иск Рудникова о возмещении морального вреда на сумму 40 тысяч рублей. Второй участник нападения значится в материалах дела как неустановленное лицо. Мотивы преступления не установлены. Суд не нашел доказательств того, что причиной нападения на Рудникова стала его общественная или депутатская деятельность. Суд также не нашел подтверждения доводам потерпевшего о том, что покушение связано с планами по строительству гостиницы в Светлогорске. В прениях прокурор просил для Каширина 10 лет строгого режима по части 3 статьи 30, пункту "ж" части 2 статьи 105 УК РФ («Покушение на убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору»). В ходе процесса Рудников требовал посадить обвиняемого следует на 15 лет по статье 277 УК РФ («Покушение на жизнь общественного или государственного деятеля»). На оглашении приговора потерпевший не присутствовал. 4 ноября суд арестовал Рудникова по делу о вымогательстве. По версии следствия, главред «Новых колес» требовал 50 тысяч долларов у руководителя регионального управления СКР Виктора Леденева. Взамен главный редактор якобы пообещал перестать публиковать сведения, которые «порочат» Леденева. Помощник Рудникова считает, что дело сфабриковано. 17 марта 2016 года двое злоумышленников подкараулили Рудникова у кафе «Солянка» и напали на него с ножом. Удары наносились в жизненно важные органы и крупные сосуды в области поясницы и ягодиц. Рудникова прооперировали, чтобы остановить кровотечение. Из показаний врачей следует, что от ранений Рудников мог бы скончаться, если бы не верхняя одежда, сложенная вдвое пачка денег в кармане и быстро оказанная медицинская помощь. Спустя пять дней Каширин был задержан. 8 июня 2017 года Центральный райсуд счел недоказанным наличие у Каширина умысла на убийство и переквалифицировал обвинение на пункты "г" и "з" части 2 статьи 112 УК РФ («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, совершенное группой лиц по предварительному сговору с применением оружия»). Суд приговорил Каширина к полутора годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. Калининградский областной суд отменил этот приговор. Уголовное дело в отношении Каширина и направил дело для нового рассмотрения.

НОЯБРЬ, 9
«Новая газета»
Десятки людей из разных районов республики приехали в Грозный к зданию суда, где проходило слушание по делу о претензиях министерства внутренних дел по Чечне к организации «Гражданское содействие», возглавляемой Светланой Ганнушкиной. Среди участников акции были преимущественно женщины, которые держали в руках самодельные плакаты и скандировали лозунги «Каляпин, прочь из республики!», «Милашина, уходи!», «Требуем правосудия!», «Нет клевете и лжи!». Когда у здания суда появилась журналистка «Новой газеты» Елена Милашина, собравшиеся еще громче начали скандировать лозунги, обвиняя ее в том, что она прикрывает террористов. В зале суда рассматривалась апелляция, поданная правозащитниками, которые пытались обжаловать иск о защите деловой репутации, поданный МВД Чечни. 10 ноября Верховный суд Чечни удовлетворил иск местного МВД к местному жителю, «Новой газете» и организации «Гражданское содействие». Теперь ответчики обязаны в течение 10 дней опровергнуть опубликованные ранее сведения о преследовании местного жителя Рамазана Джалалдинова. Напоминаем, в прошлом году житель села Кенхи Рамазан Джалалдинов пожаловался на плохие условия проживания в селе, коррупцию и разрушенные дома. Через некоторое время он принес извинения главе республики Рамзану Кадырову за эти слова.

НОЯБРЬ, 9
Вячеслав Филогриевский
Шеф-редактор новостей телекомпании МТК (Магадан) Вячеслав Филогриевский был уволен после критики работы городских служб. Официальной причиной расторжения договора в телекомпании, подконтрольной администрации города, назвали «дисциплинарные нарушения». Филогриевский сообщил порталу «Сибирь.Реалии» (проект Радио Свобода), что решение отстранить его от эфира было принято мэром города. «Вероятно, последней каплей стал выпуск моего личного видеоблога, где в беседе с гостем мы раскритиковали работу налоговой службы. Это не понравилось мэру, о чем он мне лично заявил. Перед этим меня мэр также вызывал «на ковер» за то, что мы его не сняли на фоне детей, которых отправляли в детский лагерь. Как он мне сказал, это «лучший пиар, который может быть», а мы, мол, лишили его политических очков. Я считаю, что увольнение связано с тем, что я не пиарил власть так, как этого хотел мэр, с моей критикой на собственном youtube-канале», – заявил Филогриевский. Экс-редактор готовит документы для подачи иска в суд, так как считает увольнение незаконным. Мэр Магадана Юрий Гришан заявил корреспонденту «Сибирь.Реалии», что не владеет ситуацией, при этом считает дело об увольнении редактора новостей «служебным, а не политическим вопросом». В телекомпании комментировать увольнение сотрудника отказались.

НОЯБРЬ, 9
Владимир Путилин
Пресс-секретаря «Градус ТВ» Владимира Путилина в ночь с 8 на 9 ноября неизвестные столкнули с платформы в Подмосковье. Он доставлен в центральную больницу города Пушкино (Московская область). Об этом сообщается на странице студии в Фейсбуке. Ранее, 5 ноября, полиция задерживала Владимира Путилина на Пушкинской площади в Москве. «Градус ТВ» утверждал, что тогда Путилин «просто направлялся в метро», чтобы поехать домой. В ОВД «Коптево» на него составили протокол за нарушение порядка проведения акции (ч. 5 ст. 20.2 КоАП) и отпустили. После этого активисту стали поступать угрозы от людей в штатском. А спустя три дня после того, как он отказался с ними общаться, его столкнули с платформы, передает «Градус ТВ». При этом сам Путилин подробностей происшедшего вечером 9 ноября не помнит. «Владимир возвращался вечером с четверга на пятницу из Москвы в Ивантеевку через Пушкино. В 5 утра в пятницу его нашли полицейские на ж/д путях около станции Пушкино. Сам он очнулся в травматологии и не помнит, что и как с ним произошло. Он получил травму головы и перелом бедра. В понедельник должны сделать операцию на ноге», - пишет у себя в фейсбуке Сергей Бойко. Он навестил пострадавшего в больнице.

НОЯБРЬ, 10
Роман Сущенко
Московский городской суд признал законным продление ареста гражданину Украины Роману Сущенко, которого обвиняют в России в шпионаже, сообщил агентству "Интерфакс" его адвокат Марк Фейгин. «Наша апелляционная жалоба отклонена, Сущенко остался под арестом», - сказал адвокат. Ранее срок ареста журналиста был продлен до 30 ноября. Как сообщалось, Сущенко предъявлено обвинение в шпионаже. Свою вину он не признает. На данный момент предварительное следствие по делу завершено, защита журналиста знакомится с материалами. По словам адвоката, ФСБ России считает, что Сущенко собирал информацию о конфликте в Донбассе. В октябре 2016 года Федеральная служба безопасности РФ подтвердила задержание в Москве украинского журналиста Романа Сущенко, назвав его кадровым сотрудником украинской военной разведки. Против украинского гражданина открыли уголовное производство по статье «шпионаж». 25 сентября Мосгорсуд продлил на два месяца (до 30 ноября) арест Роману Сущенко.

НОЯБРЬ, 10
Сайт «Правозащитники Урала»
Лариса Захарова
Публикации сайта «Правозащитники Урала» о творящимся в свердловских колониях «активистском» произволе под прикрытием тюремщиков не раз подвергались атакам в судах, но безуспешно. Так, с санкции руководства ГУФСИН по Свердловской области, были поданы два иска против пенитенциарной правозащитницы, члена ОНК Свердловской области Ларисы Захаровой и администратора вышеупомянутого сайта. Первый иск – от заместителя начальника ИК-63 в Ивделе Антона Козлова – был выигран еще в августе текущего года. Второй суд – уже непосредственно от колонии, как юридического лица – закончился 10 ноября. В его рамках оспаривалась публикации Захаровой на ленте Фейсбук о наркотиках в ИК-63, а также еще две публикации о преследованиях четверых осужденных, которым надоело терпеть пытки, унижения и издевательства от «осужденных-активистов». В итоге судья Марина Орлова отказала в удовлетворении иска «силовиков» и постановила взыскать с них судебные издержки в пользу Ларисы Захаровой.

НОЯБРЬ, 10
Интернет-издание «Брянская улица»
В Брянске суд признал сведения, опубликованные интернет-изданием «Брянская улица» в статье «Красногорские чиновники «разъяснили ликвидацию» Кибирщинской школы», не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство местной жительницы Светланы Грибановой. Как сообщил представитель истца, Светлана Грибанова в 2016 году защищала от ликвидации Кибирщинскую школу Красногорского района Брянской области, где учился ее ребенок. В это время в одном из интернет-изданий было опубликовано интервью начальника районного отдела образования Тамары Ивашкиной. В публикации содержалась негативная информация о защитнице школы. В частности, говорилось о том, что она избивала приемных детей, совершала махинации с жильем, нечестно обналичивала материнский капитал, вела иждивенческий образ жизни за счет пособий на приемных детей, а также предлагала Ивашкиной сделку по получению Грибановой жилья в обмен на ее отказ от участия в борьбе за сохранение Кибирщинской школы. Чиновница, давшая интервью, не смогла представить суду доказательств того, что опубликованная в статье информация соответствует действительности. В отличие от нее, Светлана Грибанова представила необходимые документальные свидетельства, опровергающие опубликованные сведения. На основе проведенной независимой лингвистической экспертизы суд также определил, что ряд высказываний чиновницы о Грибановой был выражен в форме утверждений о фактах и событиях. Суд обязал редакцию интернет-издания «Брянская улица» опубликовать опровержение и прекратить распространение недостоверных сведений, порочащих честь и достоинство Грибановой.

НОЯБРЬ, 12
Александр Сотник
В Москве журналисту телеканала «Сотник ТВ» Александру Сотнику угрожают неизвестные. Об этом он сообщил на своей странице в Facbook. Кроме того, он опубликовал саму угрозу. Вот ее текст: «Очечник, готовься! Порвем тебя за Путина! Тебя и твоих мелких выбл*дков. Гореть тебе в аду! Путин ведет страну к процветанию, а ты с США развал хочешь! П*дла западная! Жди звоночек, дорогой. Обеспечим тебе копеечных переводов на «Сбербанк» и СМС на телефон». «Я нисколько не сомневаюсь в том, что эту открытку отправили «люди государя». Особенно тревожит то, что этот подонок вспоминает детей», - говорит журналист. По словам Сотника, сейчас его сыну чуть больше 1 месяца. «Я не писал об этом, поскольку для спецслужб это - отличный рычаг для воздействия, поэтому решил не разглашать. Но, по всей вероятности, «в кабинетах» об этом уже знают. Будем думать и принимать решения. Но ребенка подвергать опасности нельзя», - добавил он.

НОЯБРЬ, 13
СМИ Карелии
Губернатор Карелии Артур Парфенчиков отказывается чуть ли не от единственного своего достижения - а больше ему похвастать пока нечем – от диалога с жителями Карелии в социальных сетях интернета. На своей странице «ВКонтакте» он объявил, что меняет правила комментирования и модерирования, которые впредь станут подвергаться большей цензуре, чем прежде. Это можно расценить как усталость от постоянно валящейся на него негативной информации. Отвечать ему сложно, не исключено, что часто и сказать по существу нечего, а казённые отписки модераторов вызывают лишь большую критику у граждан, читающих ответы «от Парфенчикова». Губернатор давно не скрывает, что «взаимодействуют» в соцсетях с читателями его помощники, готовящие ответы на поступающие на его имя вопросы и жалобы. Хотя наиболее острые темы, грозящие публичными скандалами, он старается отслеживать лично и оперативно реагировать на них. Но факт остаётся фактом, Парфенчиков сломался, он не может больше выдерживать прежнего темпа личной переписки с жителями Карелии и в этом признаётся, меняя правила общения с читателями. Открытость губернатора Парфенчикова в социальных сетях вначале работала на его авторитет - было неожиданно, что глава республики лично вступал в переписку с жителями. Потом он стал раздражаться на пишущих ему, особенно, надо полагать, на тех, кто задавал много неудобных вопросов, ну, и просто не успевал лично отвечать на задаваемые ему вопросы. От того сначала перепоручил вести переписку от его имени специалистам, а теперь помощники губернатора по переписке структурируют работу запросов-ответов, делая почтовый поток более рациональным и жёстко управляемым. Желание А. Парфенчикова отстраниться от публичных выяснений отношений с гневающейся на республиканскую власть публикой - а пишут преимущественно те, кто разражены работой власти - логично завершилось установлением строгих правил комментирования (для читателей) и модерирования со стороны его «общественной редакции». А. Парфенчиков утомился от прежней неуправляемой открытости, теперь её введут в цементное инструктивное русло. Ненадолго хватило губернатора…

НОЯБРЬ, 13
Печатные СМИ
К хронической нехватке почтальонов в местных отделениях связи ростовчане привыкли и давно уже внесли коррективы в своё, выражаясь по-современному, потребительское поведение: простые письма уже не пишут (заказное ещё есть шанс получить, а обыкновенное – и не надейся!), газеты не выписывают. В некоторых городских районах количество подписчиков местных и федеральных периодических изданий стремиться к нулю. А зачем же подписываться на газету, если её тебе всё равно не принесут? Похоже, что к этому привыкли уже и сами почтовики, причём не только рядовые сотрудники, но и их начальники. «А где я возьму вам почтальонов, у нас 4 ставки вакантны, никто не идёт работать на 10 тысяч рублей!» - такой тирадой ответила на моё возмущение начальник ростовского Главпочтамта Анжелика Амрагян. Для возмущения были причины: из-за того, что на нашем участке очень долго не было почтальона, мне не были доставлены важные казенные письма из Службы судебных приставов, прокуратуры и Государственной жилищной инспекции. Ни вовремя, ни с опозданием - никак! Кстати, на мою формальную жалобу по этому поводу начальник областного управления «Почты России» Роман Костенко вообще не ответил (а может и ответил, да мне этот ответ его подчинённые не доставили). Как потом оказалось, на 10 тыс. зарплаты почтальона на нашем участке работал парень, который проходил, таким образом. альтернативную службу вместо армии. Ну, а поскольку он студент, то уходил в учебный отпуск, вот обычное, не заказное письмо мне из госучреждения и не пришло. Но самое печальное, что когда у парня альтернативка закончилась, мы опять остались без почты! Впрочем, это ещё что... При мне одна немолодая дама на Главпочтамте чуть ли не в обморок падала: родственники из Швейцарии прислали ей приглашение их навестить. Приличные деньги заплатили за оформление документов, она сама отпуск оформила, а письмо-то не дошло - его не заказным, а простым отправили. Европейцы не понимают, как это может быть, чтобы письмо не дошло, они про заказные-то и не слышали... Вот тут-то я и вспомнила, как популярна была у читателей в былые времена газетная рубрика «Испытано на себе», и подписалась с 1 ноября на два месяца на ежедневный выпуск «Комсомольской правды» плюс «толстушка». Неделю я понапрасну заглядывала в почтовый ящик, а 7 ноября обнаружила там сразу шесть номеров Комсомолки. Но уже 8, 9 и 10 числа газета снова не пришла. «Как это не доставляют вовремя? – изобразила удивление начальник Главпочтамта Анжелика Амрагян - У вас на участке с 1 января уже работает почтальон!». Ну, значит, такого взяли работника на 10 тыс. рублей. Потом начальница долго отказывалась принимать формальную претензию, написанную согласно «Правилам распространения периодических печатных изданий» и Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Посылала меня куда подальше - на другой конец города, где якобы только и можно сдать такую жалобу. Пришлось проявить упорство. Что тут можно комментировать? Сколько бы федеральные и региональные газеты и журналы ни прикладывали усилий для увеличения числа подписчиков своих изданий, всё это будет мартышкин труд, пока «Почта России» не начнёт работать как швейцарские часы. Так она и должна работать, как работают почтовики во всех цивилизованных странах. А иначе никакие «Декады подписчика» с льготными ценами и прочие маркетинговые ходы не помогут российским СМИ повысить свои тиражи за счёт увеличения числа подписчиков… Ну, а формальные претензии к почтовым начальникам мне ещё пригодятся – пора подавать на «Почту России» в суд. Документов, доказывающих их безобразную работу, у меня собралось уже предостаточно. Кто-то же должен призвать почтовиков - деловых партнёров наших СМИ - к порядку!

НОЯБРЬ, 13
Георгий Малец
Тверской районный суд Москвы оштрафовал фотографа и блогера Георгия Малеца на двадцать тысяч рублей за нарушение правил участия в публичной акции (часть 5 статьи 20.2 КоАП). Об этом он написал у себя в твиттере. Блогер настаивал на своей невиновности, так как не был участником акции, а выполнял свою работу. Суд приобщил к материалам дела копию пресс-карты и редакционного задания и даже видеозапись, на которой блогер объясняет сотрудникам ОМОНа, что он журналист.

НОЯБРЬ, 13
Интернет-канал «Малина»
Очередной медиа-ресурс на Урале прекратил существование. Руководитель интернет-канала «Малина» (Екатеринбург) Ольга Чебыкина сообщила о его печальном конце, но на базе этого СМИ открывается другой проект - «Король контента», который будет заниматься производством видео на заказ. Как принято у нас в последнее время, информации для аудитории станет меньше, зато в судах продолжится борьба за долги: к «Малине» предъявлены требования – вернуть 20 миллионов, которые телеканал занимал у другого телеканала, более известной «Четверки»».

НОЯБРЬ, 13
Все СМИ
Общественную палату Екатеринбурга хотят оградить от журналистов. Общественники, а за ними и пресса, стали критиковать местные власти за реконструкцию различных объектов и ремонт улично-дорожной сети. Чтобы снизить градус напряжения, тем более в преддверии футбольного чемпионата мира-2018, по имеющейся информации, принято решение ограничить доступ общественников к СМИ. Теперь на мероприятия, где обсуждаются вопросы реконструкции или ремонта улично-дорожной сети, просто не зовут журналистов. Время начала мероприятий, конечно, не скрывается, но и не афишируется, чтобы не привлекать внимания прессы.

НОЯБРЬ, 13
Юрий Лобунов
Известного в Брянске журналиста Юрия Лобунова задержали возле Театра юного зрителя. Поводом стал окурок сигареты в его руках. Свои злоключения Лобунов описал в посте в социальной сети Facebook. По словам Лобунова, он припарковался в сквере Карла Маркса и закурил. Созвонился с человеком и пошел на встречу в сторону ТЮЗа. По пути сигарета догорела, но окурок под ноги он бросать не стал. Возле здания ТЮЗа журналиста задержали. Человек в полицейской форме, прикрывая мобильным телефоном нагрудный знак, настойчиво предложил проследовать за ним. Журналист согласился. В результате Юрия Лобунова, по его словам, сначала держали в «стакане» на площади Ленина, а потом отвезли в городское ОВД на «бобике». Там тоже немного помариновали и отдали на милость подполковнику, а уж тот выдал бумагу, согласно которой за курение в театре журналист должен государству пятьсот рублей. Еще сто рублей ушло на такси, чтобы добраться до брошенной в центре машины. Журналист подсчитал, что за два с половиной часа с ним «возилось» шесть человек. Лобунов намерен написать жалобу в прокуратуру.

НОЯБРЬ, 13
Леонид Кудинов
Краснодарского блогера Леонида Кудинова задержали за публикацию видеоролика с нацистской символикой, пишет «Юга.ру» со ссылкой на его адвоката Михаила Беньяша. Адвокат рассказал, что причиной стали два видео на YouTube, которые выложил Кудинов. За публикацию роликов «Центр Э заценил мое видео с конкурса Навального» и «Как отсутствие разделения властей порождает произвол» мужчину задержали по подозрению в публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП). «Кудинов выложил в своем блоге две видеозаписи, в которых он рассказывал о том, что статью 20.3 КоАП РФ используют в репрессивных целях в отношении активистов. На видео он обратился к руководству полиции, говоря о том, что нарушителей по этой статье ищут, не давая оценку контексту. Кудинов просил проверить группы, которые публикуют свастику, а в итоге сам попал под статью. Ему грозит около десяти суток ареста», - сказал адвокат Михаил Беньяш. «Юга.ру» пишет, что на 22 ноября у Кудинова назначен суд за ролик «Кого не привлекут за свастику», в котором активист представил анализ судебной практики дел по статье о публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики.

НОЯБРЬ, 13
Анатолий Плешанов
Петроградский районный суд Санкт-Петербурга приговорил блогера, жителя Твери Анатолия Плешанова к году условно с годовым испытательным сроком за пост во «Вконтакте», в котором он возмутился мерами социальной поддержки беженцев с Украины. Об этом сообщает Фонтанка.Ру. Плешанов объявлен виновным по части 1 статьи 282 УК («Возбуждение ненависти либо вражды»). Прокурор запрашивал для подсудимого три года колонии-поселения. Как передает «Медиазона», сам Плешанов вину не признал. В то же время по окончании процесса он заявил, что «доволен приговором». О деле против Плешанова стало известно накануне. Блогер опубликовал в своем ВК-сообществе «Подслушано - Тверская область, Тверь» видеообращение, в котором попросил поддержки у других владельцев сообществ во «Вконтакте» и призвал приходить к нему на суд. Поводом к преследованию Плешанова стал опубликованный им летом 2014 года в ВК-сообществе «Конаково. Конаковский район» «эмоциональный пост с ненормативной лексикой», в котором он возмущался тем, что государство поддерживало беженцев с Украины «намного активнее, чем граждан страны». Блогер поместил эту публикацию, когда на несколько месяцев приехал в Петербург. Сейчас пост удален. ФСБ возбудила дело через год после публикации записи. Эксперты-лингвисты Петербургского университета усмотрели в посте признаки экстремизма. Плешанов администрирует во «Вконтакте» несколько сообществ жителей Тверской области. Также блогер занимался сбором средств для больных детей и организацией фестивалей красок. В 2014 году после его жалобы прокуратура указала на нарушения при реконструкции железнодорожной станции Конаково ГРЭС.

НОЯБРЬ, 13
«Фонтанка.ру»
Главное следственное управление СК России по Санкт-Петербургу ответило депутатам Законодательного Собрания отказом на просьбу возбудить уголовное дело о воспрепятствовании законной деятельности журналистов после хакерской атаки на сервер «Фонтанки.ру» 24 октября 2017 года. «Достаточных данных, указывающих на совершение в отношении журналистов интернет-издания «Фонтанка.ру» преступлений, подследственных органам Следственного комитета РФ, не содержится, оснований для проверки его в Главном следственном управлении Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу в настоящее время не имеется», - говорится в ответе за подписью и.о. руководителя ГСУ Марины Парастаевой. Напомним, 24 октября 2017 года сервер «Фонтанки» подвергся хакерской атаке, в результате чего большую часть дня работа сайта была парализована. Депутаты петербургского ЗакСа Оксана Дмитриева, Борис Вишневский, Алексей Ковалев, Александр Егоров, Максим Резник, Сергей Трохманенко и Михаил Амосов обратились в ГСУ СК России по Петербургу с просьбой возбудить уголовное дело по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). Парламентарии подчеркнули, что хакерская атака произошла после ряда критических публикаций о деятельности компаний, связанных с петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, заявители просили допросить известного предпринимателя по данным фактам. Депутатское обращение ГСУ направило в ГУ МВД по Петербургу и области, указав, что «производство розыскных мероприятий в отношении лиц, совершивших преступления в условиях неочевидности, осуществляются органами МВД».

НОЯБРЬ, 14
Алексей Гаврилов
Один год и два месяца понадобилось следователям МВД Карелии, чтобы понять, что дело бывшего депутата Законодательного собрания Карелии и главного редактора газеты «Нам всё ясно» Алексея Гаврилова расследуется не надлежащим органом. Закон относит депутатов парламента республики к категории спецсубъектов и в случае нарушения ими правовых норм, заниматься депутатами должны сотрудники Следственного управления следственного комитета России по Карелии, а не полицейские из МВД. Уголовное дело в отношении А. Гаврилова было возбуждено в сентябре 2016 года, следователи обвинили его в том, что он нанял двух молодых людей и те за вознаграждение в 25 тысяч рублей исписали стены нескольких домов в избирательном округе, где Гаврилов баллотировался в Заксобрание Карелии, вульгарными надписями, дискредитировавшими его предвыборных конкурентов. Это преступное деяние, по версии следствия, попадает под статью статья 214 УК РФ («Вандализм»). Молодые люди, исписавшие стены неприличными словами, признались в совершённом, указывая на А. Гаврилова как на заказчика. Последний это отрицает, утверждая, что его оговаривают. В доказательство Гаврилов приводит тот факт, что один из задержанных молодых людей проходит по совершенно другому уголовному делу и обвиняется в том, что в составе группы участвовал в нанесении тяжкого вреда здоровью человеку. А главное - нет никаких документальных свидетельств того, что кандидат в депутаты Заксобрания. А. Гаврилов выступил заказчиком предвыборной провокации. Всё дело построено на признательных показаниях двух молодых людей. Исписанные нецензурными надписями стены, порочащие граждан, правомерно квалифицировать административным правонарушением, считает адвокат А. Гаврилова, и он не понимает, как можно его подзащитному инкриминировать вандализм по политическим мотивам. Тот факт, что А. Гаврилов является членом партии «Справедливая Россия», не означает, что он организовал группу с целью политической дискредитации предвыборных конкурентов. На момент проведения избирательной кампании Валентина Пивненко баллотировалась от партии «Единая Россия» в Госдуму (и выиграла), а второй потерпевший, Дмитрий Макеев, шедший в парламент Карелии от партии «Яблоко», как и Гаврилов, выборы проиграл. То есть настенная анти-агитация никому не помогла и не навредила. За время проведения расследования собрано уже 9 томов всевозможных материалов. 28 сентября 2017 года Гаврилову было предъявлено окончательное обвинение и он начал знакомиться с материалами дела. На 14 ноября было назначено первое судебное заседание, однако сами следователи МВД РК отозвали материалы, когда «вдруг» выяснилось, что расследованием уголовного дела в отношении экс-депутата А. Гаврилова должно было заниматься Следственное управление следственного комитета РФ по Карелии. Главный редактор газеты «Нам всё ясно» А. Гаврилов данное обстоятельство воспринял с надеждой, полагая, что теперь его делом займутся более квалифицированные следователи. Он желает, чтобы следователи обратили внимание и на его заявление тоже, когда он в прошлом году во время выборов искал защиты от грязных надписей на стенах домов против него. Гаврилов не понимает, почему надписи против кандидатов в депутаты от партий «Единая Россия» и «Яблоко» есть вандализм, сопряжённый с политической ненавистью, а точно такое же чьё-то преступное деяние в отношении кандидата от партии «Справедливая Россия» можно оставить без внимания.

НОЯБРЬ, 14
Телеканал Life
Политик Алексей Навальный через суд добился выплаты вознаграждения от телеканала Life за видеозапись из Франции, которую сам отправил изданию для публикации в качестве компрометирующего материала. Об этом сам Навальный сообщил в Инстаграме. «Помните историю о том, как они объявили награду в 50 тысяч рублей за видео о «шикарном отдыхе Навального во Франции»? Мы тогда решили сами заполучить эти деньги в фонд избирательной кампании. Юля записала меня, и мы отправили видео в Life. Спустя некоторое время эти аферисты опубликовали нашу съемку, сопроводив ее враньем о том, что их корреспондент наблюдал как я обедаю в самых дорогих ресторанах в компании неких бизнесменов и «представителей элиты». Но самое смешное - обещанные 50 тысяч рублей они так и не заплатили. Обманули как обычно. Мы подали с суд и, вот, только что выиграли. Наши юристы - молодцы. Деньги пойдут в фонд избирательной кампании», - написал Навальный.

НОЯБРЬ, 14
Константин Ишутов
МВД Чувашии подало гражданский иск в отношении блогера Константина Ишутова. От него потребовали удалить восемь публикаций в интернете, пишет «Idel. Реалии». По словам Ишутова, в публикациях говорится о «фальсификации доказательств сотрудниками полиции» по его административному делу за участие в митинге 26 марта. Полицейские посчитали, что написанное Ишутовым «унижает честь и достоинство сотрудников органов внутренних дел» и «дискредитирует деловую репутацию МВД по Чувашской Республике». В исковом заявлении также говорится, что «в результате высказываний и публикаций ответчика для истца наступили неблагоприятные последствия в профессиональной сфере, профессиональная пригодность поставлена под сомнение». После антикоррупционной акции 26 марта Ишутова оштрафовали по ст. 20.2 КоАП («Нарушение порядка проведения публичного мероприятия») на 20 тысяч рублей, а также по ст. 19.3 КоАП («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»).

НОЯБРЬ, 15
Сайт compromat.ru
ГУ МВД по Москве возбудило уголовное дело о клевете на главу службы безопасности «Роснефти» Урала Латыпова, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ведомства. Дело по статье 128 УК РФ («Клевета») возюуждено в связи «с распространением в интернете клеветнической информации» о Латыпове. Речь идет о публикациях, в которых говорилось, что Урал Латыпов уволился из Генпрокуратуры в 2012 году якобы «из-за скандала, связанного с лоббистской деятельностью, несовместимой со служебными обязанностями». Такая публикация выходила в июле 2017 года на сайте compromat.ru.

НОЯБРЬ, 15
31 телеканал
Центральный районный суд Челябинска отказал в удовлетворении исковых требований о защите чести и достоинстве, компенсации морального вреда, предъявленных 31 телеканалу и представителям родительского комитета одной из школ. Истец, бухгалтер школы, просила опровергнуть порочащие ее честь и достоинство сведения, размещенные на доске объявлений в одной из школ города и вышедшие в сюжете новостной ленты 31-канала «Бухгалтер вырвала с корнем». Также просила взыскать 50 тысяч рублей с ответчиков в качестве компенсации причиненного морального вреда. 31 телеканал в сентябре 2017 года рассказал об уничтожении сосен, высаженных учениками школы и их родителями возле учебного заведения. В сюжете были продемонстрированы кадры с видеонаблюдения, где сотрудники бухгалтерии что-то делают в кустах в тот день, когда были вырваны посаженные саженцы. Журналисты сообщили о предположении родителей, что возможно, саженцы были вырваны бухгалтером. Но не назвали при этом ни имя, ни фамилию. Как истец могла узнать в сюжете сама себя - неясно. То есть, подытожили в суде, указание на конкретное лицо отсутствует, слово было предоставлено двум спорным сторонам, поэтому сюжет не может восприниматься как задевающий честь, достоинство и деловую репутацию.

НОЯБРЬ, 15
Радио Свобода
Сайт Idel.Реалии
Сайт Сибирь.Реалии
Телеканал «Настоящее время»
Министерство юстиции России направило Радио Свобода и телеканалу «Настоящее время» уведомление о возможных ограничениях в работе. Такое же уведомление получил еще один проект корпорации «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» – сайт Idel.Реалии, а также новый медаи-проект Русской службы Радио Свобода Сибирь.Реалии. Это произошло после того, как днем в среду Государственная дума РФ единогласно приняла внесенные в законодательство поправки, позволяющие причислять зарубежные СМИ к так называемым иностранным агентам. В письме министерства юстиции не уточняется, какие меры могут последовать после принятия поправок. Документ лишь указывает на то, что на работу редакций Радио Свобода и «Настоящего времени» могут быть наложены ограничения.

РС, 15 ноя другое – 4 раза

НОЯБРЬ, 15

Радиостанция «Голос Америки»

Интернет-ресурс «Голос Америки»

Редакция радиостанции и интернет-ресурса «Голос Америки» получила уведомление министерства юстиции РФ о «возможности распространения ограничений», предусмотренных принятым законом о признании зарубежных СМИ иностранными агентами. «В письме, в частности, отмечается, что поскольку в деятельности «Голоса Америки» имеются признаки выполнения функций иностранного агента, то на него могут быть распространены ограничения, предусмотренные российским законодательством», - цитирует ТАСС слова своего источника в минюсте. Речь идет о законе, по которому средство массовой информации, получающее финансирование из-за границы, может быть признано иностранным агентом. Его в третьем, окончательном чтении приняла Государственная дума РФ, причем единогласно и сразу после второго чтения, завершившегося днем ранее с тем же результатом. Теперь документ должен поступить на подпись к президенту РФ. «Голос Америки» вещает на русском языке с 1947 года и ставит своей задачей, как говорится на его сайте, «максимально доступно объяснять русскоязычной аудитории реалии американской жизни и политики», «представлять действия Соединенных Штатов ясно и эффективно», а также «представлять ответственные дискуссии и мнения об этих действиях».

НОЯБРЬ, 15
Все СМИ
По сообщению пресс-службы регионального отделения партии «ПАРНАС», 15 ноября 2017 года в Краснодаре состоялось расширенное заседание Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека. Ранее, группа граждан - жителей Краснодарского края - участники движения в защиту прав избирателей «Голос», члены партий «ПАРНАС», «ЯБЛОКО», «Революционно-рабочей партии» (РРП), движения «Открытая Россия», волонтёры штаба Алексея Навального - подала в краевую избирательную комиссию ходатайство о проведении референдума о возврате прямых всенародных выборов мэров городов и глав районов. Документы о референдуме были с третьей попытки одобрены избирательной комиссией (первая попытка предпринималась «ПАРНАС» ещё год назад) и переданы в Законодательное Собрание Краснодарского края, которое теперь обязано назначить референдум или на законных основаниях отказать (таких оснований на самом деле не имеется). На заседание вышеназванного Совета при губернаторе были приглашены представители инициативной группы: Давид Канкия – координатор РО «Голос», Леонид Запрудин – член «ПАРНАС» и Мирослав Валькович – координатор штаба Навального в Краснодаре. Однако, как выяснилось накануне мероприятия, на заседание не было аккредитовано ни одно СМИ. Руководитель Совета сослался на решение департамента внутренней политики краевой администрации. Представители инициативной группы сочли подобную закрытость недопустимой для общественного органа и, опасаясь инсинуаций со стороны комиссии, предусмотрительно покинули заседание Совета. «Обращаю внимание на то, что орган при губернаторе Краснодарского края называется Советом по развитию гражданского общества и правам человека. Само его название обязывает председателя Андрея Зайцева быть за возврат выборности муниципальной власти. Само его название обязывает соблюдать принцип гласности и открытости. Совет попал в неудобное положение. Не было придумано ничего лучше, чем не допустить СМИ вообще. Во всей красе вскрылась имитационность губернаторского Совета» - заявил секретарь инициативной группы и член «ПАРНАС» Леонид Запрудин.

НОЯБРЬ, 16
Институт региональной прессы
В ФЗГ поступила информация, что Институт региональной прессы (Санкт-Петербург) посетили вежливые представители прокуратуры, миграционной службы и пожарной безопасности. Сотрудникам было сказано, что некий господин Х озабочен, что Институт региональной прессы нарушает законодательство и нас нужно приструнить. Поскольку они обязаны отвечать каждому озабоченному гражданину, они проверяют, есть ли основания для жалобы. Миграционная служба тут же убедилась, что по этому ведомству нарушений нет. Сфотографировав интерьер, ИРП покинул и условный «пожарный». Сотрудники прокуратуры задали несколько вопросов, изъявили желание посмотреть сайт Института региональной прессы, назначила день и час встречи, после чего покинули помещение.

НОЯБРЬ, 16
«Новая газета»
В редакцию «Новой газеты» пришли сотрудники полиции. Поводом для визита стала проверка работающих в издании иностранных граждан или лиц с двойным гражданством. Как сообщила РБК руководитель пресс-службы «Новой газеты» Надежда Прусенкова, в редакцию издания пришли пятеро сотрудников МВД. «Сказали, что хотят посмотреть, как у нас оформлены иностранные сотрудники либо с двойным гражданством. Сейчас они у директора, и все спокойно», - отметила она. Прусенкова опровергла информацию телеканала РЕН ТВ, что в редакции проходят обыски. Официальный Twitter данные телеканала прокомментировал следующим образом: «В редакцию «Новой» пришла полиция. Но РЕН ТВ чудом сообщил об их визите раньше, чем они успели заявиться». Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, в свою очередь, заявил РБК, что сотрудников правоохранительных органов интересовали документы о работающих в издании мигрантах. «В частности, это касается Али Феруза (журналиста Худоберди Нурматова). Это бессмысленные оперативные действия в связи с тем, что Нурматов никогда в штате «Новой газеты» не работал. По закону мы не имеем права брать человека без гражданства и патента», - сказал Муратов. Главный редактор также подчеркнул, что Нурматов был внештатным сотрудником. И добавил, что в прошлом году правоохранительные органы проверяли «Новую» девять раз. Нурматов, писавший под псевдонимом Али Феруз, является гражданином Узбекистана. В России он просил временного убежища, объясняя, что в случае возвращения на родину ему грозят пытки и уголовное преследование из-за нетрадиционной сексуальной ориентации. Журналисту было отказано в убежище. В российском МВД заявили, что риска применения пыток к Нурматову нет. 1 августа Басманный суд Москвы постановил выдворить гражданина Узбекистана в связи с нарушением режима пребывания на территории России. Объяснялось это в том числе тем, что последние пять лет он жил без паспорта (узбекские документы, по словам адвоката журналиста Даниила Хаймовича, у него украли). Через неделю суд приостановил депортацию на основании обеспечительных мер Европейского суда по правам человека, запретившего отправку Нурматова в Узбекистан до окончательного решения ЕСПЧ. Нурматов пытался опротестовать отказ в предоставлении ему убежища в суде, однако 20 октября проиграл дело.

НОЯБРЬ, 16
Все СМИ
В ФЗГ поступила информация, что в СМИ попал документ: приказ № 270 «О порядке предоставления информации о деятельности ФГБУ РНБ». Подписан этот приказ директором РНБ (Российской национальной библиотеки) А. И. Вислым (по совместительству он является также научным руководителем Национальной электронной библиотеки). Г-н Вислый просто вводит во вверенном ему учреждении цензуру, запрещая сотрудникам библиотеки свободно обсуждать с представителями СМИ положение дел в РНБ. Г-н Вислый по сути требует утаивать информацию о катастрофическом положении дел в одной из первых публичных библиотек в Восточной Европе, одной из крупнейших библиотек мира, особо ценном объекте национального наследия, составляющего историческое и культурное достояние народов Российской Федерации. Приказ, вводящий цензуру в освещении событий, происходящих в РНБ, г-н Вислый издал через три дня после депутатских слушаний, посвященных «Концепции развития Российской национальной библиотеки на 2018 – 2025 гг.», которые состоялись в Мариинском дворце 23 октября 2017 г. На этих слушаниях «Концепция», представленная г-ном Вислым, была подвергнута жесточайшей критике не только представителями экспертного сообщества, но и представителями депутатского корпуса. На слушаниях прозвучал также доклад, подписанный Общественным комитетом спасения Публичной библиотеки. Доклад представил профессор Б. Колоницкий. В докладе были отмечены действия руководства РНБ, которые могут привести к необратимым отрицательным последствиям. Только освещение в СМИ действий А. И. Вислого, направленных на слияние РГБ и РНБ, приостановило этот порочный замысел. Благодаря освещению в СМИ стали известны детали изгнания из РНБ главного библиографа Т. Э. Шумиловой именно за критику действий руководства РНБ. СМИ освещали все последующие заседания суда, постановлением которого Т. Э. Шумилова была восстановлена на работе. Нарушая статью Конституции, пытаясь путем введения цензуры внутри РНБ влиять на СМИ, пытаясь скрыть от общественности истинное положение дел в Публичной библиотеке, нынешнее руководство подвергает серьезной опасности этот особо ценный объект культурного наследия.

НОЯБРЬ, 16
Павел Большаков
Челябинский журналист, бывший пресс-секретарь губернатора Павел Большаков обвиняется в клевете (ч.2 ст. 128.1 УК РФ), распространенной через газету «Возрождение Урала». Следствие длилось около года, и на днях дело было передано в суд. Накануне выборов по Коркинскому округу, где выдвигал свою кандидатуру Валерий Гартунг, был распространен спецвыпуск газеты «Возрождение Урала». «Почти полностью выпуск был посвящен дискредитации депутата. При этом авторы газеты не гнушались откровенной ложью и клеветой», - сообщает сайт руководителя челябинского отделения партии «СР», депутата Гартунга. В соответствии с Уголовным кодексом, по данной статье предусмотрены штрафы до 1 миллиона рублей или принудительные работы. Действительно, в выпуске газеты «Возрождение Урала» накануне выборов был опубликован ряд материалов под рубрикой «Невыдуманные истории пресс-секретаря губернатора Челябинской области». В них Валерию Гартунгу не понравились две публикации Павла Большакова – «Предательство интересов России. Валерий Гартунг и Чеченская война» и «Как депутат шахтеров обманул». В опубликованных мемуарах Павел Большаков, работавший в 1997 - 2000 годах пресс-секретарем губернатора Челябинской области Петра Сумина, описал события 1990-х годов, непосредственным очевидцем которых был. Рассказал о совещании, где обсуждались связи Гартунга с чеченскими «бизнесменами». В частности рассказал о поставке техники депутатом для нужд этих «бизнесменов» на той войне. Именно это и было названо в газете «предательством интересов России». А депутат расценил это как клевету. Редакция газеты «Возрождение Урала» заявила, что считает абсолютно неверными выводы следствия о вине автора в клевете на Валерия Гартунга и намерена отстаивать свою позицию в суде с учетом новых выявленных доказательств, фактов и свидетельств.

НОЯБРЬ, 17
Ксения Потеева
Жанна Зарецкая
Надежда Зайцева
Юлия Минутина-Лобанова
В Санкт-Петербурге ряд журналистов и общественных деятелей не получили аккредитации на петербургский Международный культурный форум. Об этом пишет газета «Фонтанка». Заявка редактора фотослужбы издания Ксении Потеевой была отклонена Федеральной службой охраны. Заявка редактора отдела культуры «Фонтанки» Жанны Зарецкой находится на проверке. Также не смогла попасть на форум бывшая журналистка «Ведомостей» Надежда Зайцева. На своей странице в фейсбуке Зайцева написала, что неофициально ей было сказано, что «служба безопасности не пропустила». Портал «Градозащитный Петербург» писал, что организаторы форума не аккредитовали координатора «Живого города» Юлию Минутину-Лобанову. Директор форума Егор Москвин заявил «Фонтанке», что среди журналистов из-за сбоев не получили аккредитацию около 10 человек. Он добавил, что «проблема временная», данные перезагрузят и «все бейджи будут выданы».

НОЯБРЬ, 17
Юлии Литвиненко
Очередное заседание Ленинского районного суда Екатеринбурга по делу о клевете с использованием СМИ в отношении журналиста уральского информагентства «URA.RU» Юлии Литвиненко внушило надежду, что иск со стороны экс-генпрокурора России Юрия Скуратова не будет удовлетворен, и, таким образом, исчезнет угроза наказания репортера в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей либо обязательных работ на срок до двухсот сорока часов. Предложение о примирении сторон высказал в суде представитель Скуратова - юрист Вячеслав Вуккерт. Сам истец на заседание не пришел, представив документы о болезни. Теперь рассмотрение дела вновь отложено - необходимо получить подтверждение позиции экс-генпрокурора. «Я хочу понять позицию самого Юрия Ильича по поводу мирового. Я готова пойти на окончание этого дела», - отмечает Литвиненко. Напомним, что уголовное дело в отношении журналиста было возбуждено в конце 2016 года. Поводом послужила статья на сайте «URA.RU» о том, что Скуратов может иметь отношение к неоднозначному судебному решению по корпоративному спору вокруг завода «Вентпром» в городе Артемовский. Что ж, решения о прекращении преследования коллеги и ждало местное медиа-сообщество. Тем более, что проводившиеся в ходе следствия обыски в редакции, экспертизы, проверка журналиста на детекторе лжи не выявили никаких доказательств ее вины. Как говорится, ждем торжества справедливости.

НОЯБРЬ, 18
Пол Хлебников
Сотрудники Службы безопасности Украины задержали в Киеве гражданина России, которого разыскивал Интерпол за причастность к убийству главного редактора российского Forbes Пола Хлебникова. «В Киеве правоохранители задержали уроженца Чечни, объявленного в международный розыск за совершение особо тяжких преступлений. По информации Интерпола, иностранец участвовал в совершении ряда заказных убийств, в частности, главного редактора русского издания Forbes - гражданина США Пола Хлебникова и заместителя председателя - руководителя аппарата правительства Чеченской республики в 2001-2003 годах», - сообщил пресс-центр СБУ. В пресс-службе добавили, что после того, как задержанный бежал из России, он в составе организованной преступной группировки занимался вымогательством денег у частных предпринимателей на Украине. В Полтавской области, как отметили в ведомстве, был задержан еще один россиянин, уроженец Грозного, который был осужден за совершение тяжких и особо тяжких преступлений в составе организованной группы в странах Евросоюза и длительное время скрывался от следствия. В настоящее время сотрудники украинских правоохранительных органов решают вопрос об избрании задержанным меры пресечения и проведения проверки для их последующей экстрадиции.

НОЯБРЬ, 19
Мария Семеняченко
На журналиста РЕН ТВ Марию Семеняченко напали во время съемок сюжета о пожаре в Москве. Корреспондент программы «Экстренный вызов 112» готовила материал о возгорании, которое произошло в стрелковом клубе на западе столицы. На нее набросился охранник, который ударил ее по лицу и сломал мобильный телефон. «Я приехала в Московский городской стрелковый спортивный клуб, где произошел пожар. Я пыталась выяснить причины пожара. Охранник несколько раз меня ударил по лицу, руке, выбил из рук телефон, который разлетелся на несколько частей. На видео запечатлено, как он меня обругал, несколько раз ударил и вытолкнул из клуба», - рассказала Мария. «Я подошла и спокойно начала спрашивать людей. Там была женщина, которая, возможно, была руководителем этого клуба. Она предложила охраннику выставить меня силой. Он молча схватил и, не задавая вопросов, начал меня бить», - добавила журналистка. Мария Семеняченко написала заявление в полицию, ее опросили, после чего направили в травмпункт. Врачи диагностировали у девушки ушиб и ссадину правой кисти. Охранник был доставлен в отделение полиции для выяснения обстоятельств. В ГУ МВД России по Москве сообщили, что по данному факту проводится проверка. Пожар произошел в стрелковом клубе на западе Москвы. По предварительным данным, загорелся деревянный щит между вторым этажом и кровлей. К настоящему времени возгорание ликвидировано.

НОЯБРЬ, 19
Редакция сайта
aartyk.ru
В производстве Якутского городского суда находится дело по иску о защите чести и достоинства, который был редъявлен к редакции сайта aartyk.ru одним из фигурантов публикаций этого издания Галиной Порубовой. По мнению истицы, в статье «Все дороги ведут к Порубовой» и ряде других содержатся не соответствующие действительности сведения, порочащие ее. Кроме опровержения, г-аж Порубова посит взыскать с ответчика 200 000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

НОЯБРЬ, 20
Александр Степанов
В Ярославле прошла акция памяти убитых на почве ненависти людей-трансгендеров. ЛГБТ-активисты вышли с одиночными пикетами к памятнику театральному деятелю Фёдору Волкову. К месту проведения акции также прибыла группа патриотической молодежи и, в том числе, представители движения «Трезвый Ярославль». Защитники морали оскорбляли и пытались избить участников одиночных пикетов. Это событие освещали корреспонденты портала «7х7. Горизонтальная Россия». В какой-то момент угрозы стали звучать и в адрес журналистов. Александру Степанову пообещали разбить фотоаппарат, а затем в представителей СМИ, как и в ЛГБТ-активистов, полетели яйца. Присутствующие на мероприятии полицейские бездействовали.

НОЯБРЬ, 20
Юлия Латынина
Два из трех нападений на автора «Новой газеты» Юлию Латынину, совершенные злоумышленниками за последние полгода и приведшие в результате к ее эмиграции, не заслуживают возбуждения уголовных дел. Это следует из ответов, полученных от силовиков редакцией издания. «Полиция, прокуратура и СК так откровенно не хотят никого искать и привлекать к ответственности, по всей видимости, в двух случаях. Когда в преступлении замешаны люди из окружения президента Чечни (но тут явно не та история) или когда к преступлению причастна полицейская/лубянская агентура из числа «патриотов»-погромщиков. А недавние откровения выходца из SERB о связях этих уличных провокаторов с Центром «Э» только усиливают подобные подозрения», комментируют последние ответы из правоохранительных структур в самой газете. Нападение на дом Юлии Латыниной было совершено в ночь на 19 июля 2017 года. Неизвестные опрыскали дом едким химическим составом, и в результате пострадали восемь человек, в том числе двое детей и четверо пенсионеров. По факту нападения полиция провела проверку. Обращение поступило от главного редактора «Новой» Дмитрия Муратова. Сама Латынина писать заявление в полицию отказалась, поскольку не хочет «участвовать в этой комедии». Годом ранее, в августе 2016 года, недалеко от редакции радиостанции «Эхо Москвы» Латынину облили фекалиями. Журналистка связала нападение с материалами в «Новой газете» о «кремлевском поваре» Евгении Пригожине. Последний инцидент, в сентябре 2017 года, состоявший в поджоге ее автомобиля, журналистка расценила как покушение на убийство и вместе с родителями, которым в ночь поджога также угрожала опасность, на неопределенный срок эмигрировала из России. Этот инцидент привел к возбуждению уголовного дела.

НОЯБРЬ, 20
Газета «Труд»
ИА «Томикс 33»
Газета «Томикс-толстяк - Владимирская газета»
Администрация Владимирской области выиграла суд о защите деловой репутации у изданий «Труд», информационного агентства «Томикс 33» и газеты «Томикс-толстяк - Владимирская газета». Чиновники подали иск из-за публикации «Владимирские страдания», в которой сообщалось о том, что в регионе якобы растет давление на бизнес. Суд встал на сторону администрации и признал сведения, распространенные в публикации, несоответствующими действительности. Об этом сообщила пресс-служба администрации региона. Иск рассматривался в Тверском районном суде Москвы. Текст в августе 2016 года был опубликован в издании «Труд». В материале говорилось о том, что «Владимирская область уже не первый год живет в режиме жесткой конфронтации областной администрации и местных бизнес-элит». Героями публикации стали осужденные ныне экс-глава владимирского завода «Автоприбор» Алексей Мельников, опальный бизнесмен и глава регионального отделения «Гражданская платформа» Александр Филиппов и покончивший с собой владелец компании «БигАвтоТранс» Автандил Биганов. Позже материал перепечатали информационное агентство «Томикс 33» и газета «Томикс-толстяк - Владимирская газета». Какие именно фразы и утверждения не понравились администрации региона, не сообщается. «В течение 10 дней со дня вступления решения суда в силу ответчики обязаны удалить статьи и опубликовать опровержение с сообщением о принятом судебном решении. Также им придется солидарно оплатить судебные расходы», - говорится в сообщении пресс-службы.

НОЯБРЬ, 21
Антон Пальчиков
Валерий Фаустов
В Липецке на журналистов телеканала «Липецкое время» напали хулиганы. Инцидент произошел в торговом центре «Москва». Телевизионщики делали съемки для утренней передачи. Видеокамера чем-то не понравилась двоим пьяным посетителям, и они начали провоцировать журналистов и оператора на конфликт. Телевизионщики не реагировали, и тогда дебоширы полезли в драку. Как сообщает «Липецкое время», корреспондента Антона Пальчикова ударили в лицо, но больше всего досталось оператору Валерию Фаустову – у него диагностирована трещина лицевой кости. Съемочная группа обратилась в травпункт. Оператор написал заявление в полицию. «Заявление об избиении гражданина в торговом центре поступило в отдел полиции №8. По данному факту проводится доследственная проверка. По ее результатам будет принято процессуальное решение», - сообщила «КП» руководитель пресс-службы УМВД по Липецкой области Наталья Маслакова.

НОЯБРЬ, 21
Съемочная группа ГТРК «Липецк»
В ФЗГ поступила информация об инциденте, произошедшем 4 сентября в Усманском районе Липецкой области. В селе Аксай сотрудники управления потребительского рынка и ценовой политики проводили рейд по нелегальной торговле. Проверяющие заметили машину с арбузами, которые продавали у дороги, что по закону запрещено. Нарушителем оказался некий Мамедов А.П., на которого начали составлять протокол. Мероприятие освещала съемочная группа ГТРК «Липецк». В ходе съемки Мамедов разразился нецензурной бранью в адрес оператора, обещал разбить камеру и угрожал расправой. Журналисты продолжили работу, и торговец перешел от угроз к действиям. Он достал из кабины нож и бросился на оператора. Журналистов спасли сотрудники управления, которые за секунду до едва не случившейся трагедии успели схватить нападавшего и оттащить в сторону. Благодаря этому никто не пострадал. На место сразу вызвали полицию.

НОЯБРЬ, 21
Худоберди Нурматов
(Али Феруз)
Худоберди Нурматов (Али Феруз) обвинялся в нарушении пункта 2 статьи 18.10 КоАП РФ («Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации»). Санкция за нарушение этой статьи предусматривает от 5 до 7 тысяч рублей административного штрафа и выдворение за пределы РФ. Заседание в Басманном суде вела судья Елена Ленская. Приставы пустили в зал адвоката, редактора «Новой газеты» и трех журналистов. Фотокорреспондентов, других журналистов, а также друзей Али в здание суда не пускали: официально рабочий день суда закончился. Судья уточнила, какое наказание было установлено судом от 1 августа, и был ли оплачен штраф. Она утверждала, что Феруз нарушил трудовое законодательство тем, что не имел патента. Али Феруз не признавал вины. Он говорил, что сотрудничал с разными изданиями. Рассказывал про суть отношений с «Новой газетой»: темы выбирал лично, искал через соцсети или знакомых. Газета публиковала только то, что ее интересовало. Газета хотела его оформить, но не смогла трудоустроить, поскольку у него не было документов. «Новая» стала мне помогать, писать в разные ведомства, что я как журналист принесу пользу России. Гражданами России являются моя мать, брат и сестра, - объяснял Феруз. - Друзья, в том числе и из «Новой», помогали мне деньгами, но это не являлось оплатой труда. Когда я оставался без денег, коллеги помогали мне, но официально я не был трудоустроен». В итоге суд приговорил Феруза к штрафу в 5 000 рублей.

НОЯБРЬ, 22
Иностранные СМИ
Совет Федерации одобрил закон, позволяющий приравнивать зарубежные СМИ к иностранным агентам, сообщает Интерфакс. Теперь закон поступает на подпись президенту. Поправки в закон о СМИ были приняты как ответ Соединенным Штатам на меры в отношении Russia Today и Sputnik - российских медиа, действующих в этой стране. Документ был принят в срочном порядке - на другой день после внесения в нижнюю палату. В президентском Совете по правам человека подготовили экспертное заключение с негативной оценкой закона. Эксперты обратили внимание на процедурные нарушения при принятии закона. Исходя из этого В СПЧ рекомендовали вернуть документ в Госдуму для устранения недостатков.

НОЯБРЬ, 22
Газета «Семилукский вестник»
В Арбитражном суде Воронежской области рассматривается иск о защите деловой репутации, поданный к издателю независимой районной газеты «Семилукский вестник». Истец, ООО «Ника-Петротэк», требует опровергнуть распространенные в отношении компании сведения и взыскать с ответчика, ООО ИК «Вестник», 1 млн рублей в качестве компенсации репутационного вреда. Поводом к судебному разбирательству стала публикация в газете под названием «Беда – закрывай ворота», появившаяся в октябре 2016 года. В ней говорится о том, что завод, принадлежащий компании-истцу, загрязняет своими выбросами окружающую среду и приносит вред здоровью местных жителей. Представители организации считают это утверждение не соответствующим действительности и выставляющим компанию «в негативном свете». В настоящее время стороны согласовывают условия проведения лингвистической экспертизы текста публикации, о которой ходатайствовали представители истца. Очередное заседание суда состоится 2 декабря. Интересы ответчика представляют юристы Центра защиты прав СМИ.

НОЯБРЬ, 22
Михаил Бойправ
На оператора телеканала «Кубань 24» пытались напасть двое сотрудников частного охранного предприятия. Это случилось около торгового центра «Галерея» в Краснодаре. Журналисты снимали массовую эвакуацию людей после звонка телефонного террориста. Когда оператор Михаил Бойправ вел съемку, к нему неожиданно подбежали двое охранников. Они закрывали объектив камеры, требовали уйти с якобы частной территории. Именно так они назвали тротуар в центре города. На настойчивое требование оператора позвать полицию охранники вызвали сотрудников ЧОПа в форме. Они в выражениях не стеснялись. Двое бойцов не представились и не объяснили, почему съемочной группе нужно уйти с места событий. Что сподвигло бойцов ЧОПа забыть о правах журналиста, «Кубань 24» попыталась выяснить у них напрямую. Руководство частного охранного предприятия «Фараон» сообщило, что как только узнало, что на месте ЧП работает группа краевого телеканала, сразу отозвало своих сотрудников. Сейчас компания проводит внутреннюю проверку. Заверили, что эти сотрудники будут уволены. Юристы «Кубань 24» подготовили обращение в правоохранительные органы. Там решат, заводить ли по факту инцидента уголовное дело.

НОЯБРЬ, 22
Елена Зиминова
«Ваша Боровичская газета»
Завершено судебное разбирательство по иску супруга экс-главы Боровичского района Александра Костюхина к предпринимателю Виктору Савенкову, учредителю «Вашей Боровичской газеты» Александру Семенову и журналисту Елене Зиминовой. Дело длилось более года. Основанием для иска Александра Костюхина в Боровичский районный суд явились публикации в «Вашей Боровичской газете». В частности, статьи «Спектакль под названием «Отчет главы района» (№ 3 (34) за март 2016 года) и «Городу нужен хозяин» (№ 4 (35) за апрель 2016 года) журналиста Елены Зиминовой. Он счёл не соответствующими действительности и порочащими его честь и достоинство несколько фраз. 6 февраля 2017 года Боровичский районный суд (судья И. А. Киселев) частично удовлетворил требования истца. Ответчики не согласились с этим решением и обратились с Апелляционной жалобой в Новгородский областной суд. В судебном заседании истец не смог назвать, какие конкретно изложенные в статьях слова, словосочетания, речевые конструкции, предложения являются порочащими его утверждениями. Новгородский областной суд удовлетворил Апелляционную жалобу: Таким образом, требования Александра Костюхина о возмещении морального вреда в пять миллионов рублей – за якобы ущемлённые его честь и достоинство – оказались необоснованными.

НОЯБРЬ, 23
Сергей Сардыко
Прием жителей Большой Ялты тридцатью вице-премьерами и министрами крымского совмина оказался по большей части приуроченным к президентским выборам. Глава Республики Крым Сергей Аксенов играл в Ялте роль хорошего царя при плохих боярах. В здании Ялтинского горсовета было непривычно много секьюрити. Несистемных общественников в зал заседаний не пустили. Так, ялтинский журналист Сергей Сардыко сначала прошел в зал, а потом был вынужден его покинуть.

НОЯБРЬ, 23
Олег Кашин
Сотрудники Следственного комитета пришли в квартиру к тестю одного из свидетелей по делу об избиении, сообщил Олег Кашин в своём Telegram-канале. В Санкт-Петербурге сотрудники Следственного комитета провели обыски в квартире тестя Александра Мешкова - свидетеля по делу об избиении журналиста Олега Кашина. Как рассказал сам журналист, ранним утром в квартиру родителей жены Мешкова пришли оперативники и следователь СК РФ Вера Авакумова, которая ведёт дело об избиении Кашина. «Спрашивали, на какие деньги она живёт, с кем сейчас дети и где они учатся. Сфотографировали и сняли на видео комнаты и обстановку. Копию протокола обыска, несмотря на требования тестя, не вручили, хотя должны были вручить обязательно, сказав, что нет бумаги... и копию нужно запрашивать отдельным ходатайством», - написал журналист. По информации Кашина, именно Авакумова сняла все обвинения «по оружию» с сотрудника холдинга «Ленинец» Александра Горбунова, ранее называемого свидетелями по делу одним из организаторов избиения журналиста. Олега Кашина избили в ноябре 2010 года после того, как на блог-платформе LiveJournal он оскорбил молодого псковского губернатора Андрея Турчака. Нападение произошло после того, как Турчак пригрозил Кашину последствиями, если тот не извинится. По версии следствия, к избиению могут быть причастны работники «Механического завода», который принадлежит холдингу «Ленинец». Холдингом владеет семья Турчака. Один из обвиняемых по делу, охранник завода Данила Веселов, назвал вероятными организаторами нападения на журналиста сотрудника холдинга «Ленинец» Александра Горбунова и самого Андрея Турчака. Вторым свидетелем по делу был Александр Мешков, который, по данным СМИ, свидетельствовал против Горбунова и Турчака и скрылся в США.

НОЯБРЬ, 24
Съемочная группа телеканала «Россия 1»
На съемочную группу телеканала «Россия 1» напали в одном из частных медицинских центров Москвы, куда журналисты приехали снимать репортаж. Их позвали обманутые пациенты, которые рассказали, что их приглашали пройти якобы бесплатное медицинское обследование, а на деле навязывали кредиты под огромные проценты. Попытки журналистов разобраться в ситуации взбесили сотрудников клиники. Травмы получил звукоинженер, его отвезли в институт Склифосовского. Теперь в инциденте должна разобраться полиция, куда уже направлено заявление.

НОЯБРЬ, 26
Газета «СПИД-Инфо»
Оксана Семенова
Обозреватель газеты «СПИД-Инфо» Оксана Семенова пожаловалась в Генеральную прокуратуру России из-за невыплат гонораров журналистам и задержек зарплаты. Всего руководство газеты задолжало сотрудникам более 8 миллионов рублей. Учредитель угрожает закрыть издание, если коллектив решит обратиться в суд. Журналисты «СПИД-Инфо» раньше получали как зарплату, так и гонорары. В обращении на имя генерального прокурора Юрия Чайки говорится, что сотрудникам издания не платят гонорары уже больше двух лет, с июля 2015 года. С 1 января этого года их отменили, но журналистам об этом не сказали. Кроме того, заработную плату за последний год сотрудникам газеты выдают с задержкой в один-полтора месяца, пишет Оксана Семенова. По данным сервиса «Контур.Фокус», в 2016 году выручка издательского дома «С-Инфо», куда входит газета, составила 483 миллиона рублей. В то же время чистая прибыль компании была 1,3 миллиона рублей. Учредитель издательского дома Андрей Манн и генеральный директор Игорь Сазонов в курсе ситуации о невыплате гонораров журналистам. По словам сотрудников редакции, они неоднократно просили руководителей погасить задолженность, но реакции на это не последовало. И хотя гонорары раньше им перечисляли официально, подтверждающих это документов журналистам не давали. В середине июля сотрудники издания заявили, что, если задолженность не будет погашена, они обратятся в Генеральную прокуратуру, Следственный комитет, Администрацию президента и трудовую инспекцию. После этого Манн встретился с инициативной группой газеты, и они договорились, что выплаты начнутся в сентябре 2017 года, подписав соответствующие документы. Но в сентябре этого не произошло. Андрей Манн в личной беседе попросил снова подождать. Радио Свобода в приемной учредителя издательского дома сказали, что руководство не будет комментировать этот конфликт. По словам Семеновой, она написала заявление только от своего имени, хотя гонорары не платят всем. Остальные журналисты, среди которых много пенсионеров, побаиваются Манна, поскольку он умеет «жестко давить». Кроме того, у него двойное гражданство (России и США), и Манн не раз говорил коллективу, что, если они «будут выступать», то он в любой момент оставит их без работы и уедет за границу. Между тем гонорары составляли большую половину зарплаты штатных сотрудников: оклад изначально был небольшим и с их помощью журналистов стимулировали больше писать.

НОЯБРЬ, 26
Юлия Завьялова
Автомобиль Volkswagen Tiguan, принадлежащий главному редактору издания «Блокнот Волгограда» Юлии Завьяловой, ночью был серьезно поврежден неизвестными. У машины из строя были выведены тормозная система и ABS. Сама журналист считает, что на нее было совершено покушение. «Блокнот Волгограда» является одним из лидеров региональной журналистики. Издание неоднократно выступало с критическими материалами в адрес губернатора Волгоградской области, чиновников мэрии, а также рассказывало о фактах коррупции во власти. Утром его главный редактор Юлия Завьялова попросила своего отца поменять резину на Volkswagen Tiguan. Он должен был отогнать автомобиль на шиномонтаж, но мужчина, будучи опытным водителем, быстро понял, что у иномарки в буквальном смысле нет тормозов. «У папы стаж вождения больше 30 лет, он смог справиться с машиной в таком состоянии, мне страшно представить, чтобы произошло, если бы за руль села я», - рассказала напуганная Юлия - Видимо, расчет на это и был». Редактор волгоградского «Блокнота» долгое время находилась в шоковом состоянии. Она отметила, что могла оказаться в машине вместе с дочкой. К счастью, поврежденный тормозной шланг обнаружили до того, как произошла трагедия. Юлия Завьялова обратилась в полицию с заявлением, но стражи порядка особого внимания случившемуся не уделили. На место происшествия так и не прибыли криминалисты, которые могли бы найти следы злоумышленников. Редактор обратилась к независимым экспертам, которые выяснят, что стало причиной неполадок в иномарке, и почему у нее отказали тормоза.

НОЯБРЬ, 27
СМИ Карелии
До недавнего времени связь с внешним миром Петрозаводской администрации обеспечивали сотрудники информационно-аналитического управления, в состав которого входили два подразделения: пресс-служба и отдел информационно-технологического обеспечения работы мэрии. При формировании бюджета Петрозаводска на 2018 год руководство города решило сэкономить на управлении, ликвидировав в качестве отдельного подразделения пресс-службу, состоявшую из трёх сотрудников. Такая реорганизация позволит сэкономить фонд оплаты труда в размере 748,4 тысяч рублей. Впрочем, сотрудники пресс-службы, за исключением уволенного руководителя, остаются на своём рабочем месте – их просто переведут в состав информационно-аналитического управления. Сэкономила мэрия не только на пресс-службе, всего сокращено 32 единицы в штате городской администрации, что сбережёт для казны примерно 7 миллионов рублей. Как очередная реорганизация информационной службы Петрозаводской администрации отразится на её работоспособности, сказать пока сложно, но прежде уже случались сбои в работе «Электронной приёмной», когда жители Петрозаводска неделями не могли разместить свои жалобы и предложения на сайте мэрии по причине его некачественной работы. Из-за этого декларируемая руководством города открытость и доступность власти на деле превращалась в издевательство над петрозаводчанами. Логика подсказывает, что экономия на пресс-службе не должна превращаться в информационное отгораживание власти от горожан. Всего в бюджете Петрозаводска на 2018 год заложено 12 млн 256 тысяч рублей на информационно-коммуникационную деятельность органов власти, из которых 1,6 млн выделены на информационное сопровождение деятельности Петрозаводской мэрии и Петросовета.

НОЯБРЬ, 27
СМИ Магаданской области
Отдел по расследованию особо важных дел следственного управления СК России по Магаданской области возбудил уголовное дело в отношении руководителя управления по информационной политике мэрии Магадана Олега Дудника. По версии следствия, подозреваемый, являясь должностным лицом органа местного самоуправления, отвечающим за информационное и аналитическое обеспечение деятельности мэра и мэрии Магадана, действуя вопреки установленным рядом федеральных законов запретам для муниципальных служащих, в период с января 2016 года по май 2017 года фактически руководил коммерческой организацией, которая осуществляла деятельность в сфере теле-радиовещания. В настоящее время по уголовному делу в отношении Олега Дудника проведены обыски в мэрии Магадана, по месту жительства подозреваемого и в подконтрольной ему коммерческой организации. В ходе обысков изъяты документы, имеющие доказательственное значение для дела. Допрошены свидетели, проводятся иные следственные и процессуальные действия, направленные на сбор доказательственной базы. Подозреваемый ознакомлен с постановлением о возбуждении в отношении него уголовного дела, от дачи показаний по существу подозрений отказался. Максимальная санкция статьи 289 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет. Олег Дудник – постоянный «герой» наших дайджестов. За время своего недолгого пребывания у власти он косой прошелся по журналистской братии. Первой пострадала пользователь Твиттера Наталья Алексеева, принявшая участие в обсуждении слухов о его причастности к коррупции. И хотя в переписке участвовало несколько человек, обидчивый чиновник подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации только в ее адрес, зная, что она – журналистка. По решению суда Наталья выплатила компенсацию морального вреда, весьма обременительную, потому что во время судебной тяжбы ее сократили в филиале редакции «Аргументы и факты», а другую работу ей получить не удавалось. Затем из магаданской телекомпании МТК был уволен шеф-редактор Вячеслав Филогриевский. Коллектив МТК, зарплату которому постоянно задерживали, написал заявление в прокуратуру и городскую думу, обращая внимание на то, что главный чиновник по информационной политике фактически является владельцем телеканалов и радио холдинга «Карибу», а именно эти СМИ, не принадлежащие муниципалитету, выигрывают миллионные контракты на освещение деятельности органов местного самоуправления Магадана. При этом городской телеканал МТК почему-то в конкурсе на пиар власти не участвует и испытывает финансовые трудности. Именно из-за этих финансовых трудностей уволилась и директор канала Людмила Малышева, которую пригласили из Москвы возглавить МТК. Подписи Филогриевского и Малышевой были в числе первых на том коллективном заявлении в прокуратуру. Обратите внимание, перечисленные журналисты пострадали за свои подозрения в адрес чиновника, который теперь (и, возможно, с подачи журналистов) получил официальный статус подозреваемого! Еще одна деталь, о которой сообщает информационное агентство «Весьма»: с 21 ноября, когда сообщение о расследовании этого уголовного дела было опубликовано на сайте прокуратуры, ни один магаданский телеканал не сообщил эту новость. Более того, ни один из главных редакторов каналов, членов Общественной палаты, официальных представителей мэрии или сам мэр новость об обыске никак не прокомментировал. Да и сами журналисты в своих соцсетях побоялись ее обсуждать. Как тут не вспомнить, что братья по перу не только не вступились за первую пострадавшую – Наталью Алексееву, но несколько ее коллег участвовали в суде на стороне чиновника! В связи с этим «заговором молчания» ИА «Весьма» напомнила коллегам некоторые их права, прямо процитировав статьи из Закона О СМИ, Уголовного Кодекса РФ, Конституции РФ и Международной конвенции о защите прав человека.

НОЯБРЬ, 27
Печатные СМИ
Ассоциация распространителей печатной продукции подготовила ежегодный рейтинг регионов по обеспеченности киосками прессы. Он составлен на основе данных из 85 регионов Российской Федерации и оценивает доступность объектов по распространению периодической печатной продукции для населения. Оценка учитывает количество киосков и павильонов прессы на территории субъекта РФ согласно нормативам приказа минкомсвязи №197 и постановлению правительства РФ № 291. Проведенное исследование зафиксировало сокращение количества киосков практически во всех регионах страны. Челябинская область, занявшая 2 место по итогам 2016 года, опустилась в 2017 году на 5 место, в то время как Калининградская область сохранила за собой первое место. В число десяти лучших субъектов РФ по обеспеченности киосками прессы вошли: Калининградская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Воронежская область, Челябинская область, Архангельская область, Тульская область, Пензенская область, Хабаровский край, Липецкая область. Санкт-Петербург занял 11 место, а Москва - 16. Среди регионов, относящихся к северным территориям, наилучший результат продемонстрировал Ненецкий автономный округ. А вот в Чукотском автономном округе вообще нет газетных киосков. В Центральном федеральном округе лучшей оказалась Воронежская область, в Южном – Республика Крым, в Уральском - Челябинская область, в Сибирском - Республика Бурятия, в Приволжском - Республика Марий Эл, в Дальневосточном – Хабаровский край. В Северо-Кавказском федеральном округе Республика Северная Осетия-Алания оказалась «лучшей из худших» - здесь, как и во всём СКФО, требования по обеспеченности киосками прессы жителей региона не выполняются. Всего не выполняют требования приказа минкомсвязи и постановление правительства 46 регионов РФ. В их числе и Ростовская область, что, конечно же, не может не сказываться на финансовом положении печатных СМИ. Особенно региональных и так называемой качественной прессы – общественно-политических изданий. Ведь среди киосков, подсчитанных ассоциацией распространителей периодики, львиная доля – это торговые точки, продающие только «развлекуху» - газеты и журналы, делающие ставку на легкое чтиво. Многие редакции вынуждены создавать альтернативную систему распространения, поскольку Роспечать предлагает им крайне невыгодные финансовые условия. Ещё хуже ситуация с обеспеченностью киосками в Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Татарстане, Адыгее, в Курганской, Брянской и Тамбовской областях и Еврейской автономной области. В Калининградской области один киоск приходится на 3653 жителя, в Ярославской области – на 6517 жителей, в Ростовской области – на 8908 жителей. Такие контрасты – повод для куда более серьёзных исследований о причинах и последствиях катастрофического уменьшения числа газетных киосков во многих российских регионах.

НОЯБРЬ, 27
Артур Гаспарян
Газета «Московский комсомолец»
В Пресненский районный суд Москвы с требованием удалить с сайта фотографию его несовершеннолетнего сына и компесировать 150 тыс. рублей за моральный ущерб обратился продюсер Владимир Киселев, пишет издание RNS со ссылкой на слова пресс-секретаря Пресненского районного суда Москвы. «Владимир Киселев подал иск против редакции газеты «Московский комсомолец» и против журналиста издания Артура Гаспаряна. Истец оспаривает публикацию изображения своего несовершеннолетнего сына Владимира, в интересах которого он действует, - сообщил RNS. - Истец требует запретить использовать и распространять изображение, взыскать моральный вред в 150 тысяч рублей. Дело находится на рассмотрении, ближайшее судебное заседание будет 30 ноября», уточнили в суде. По словам пресс-секретаря суда, истец недоволен материалом под названием «Ура-патриотический аллюр», напечатанная газетой в сентябре 2015 года. В статье говорится о ротациях музыкальных композиций на радио, и приводится коллаж с изображением сына продюсера - рэп-исполнителя ВладиМира. Это уже второй иск Киселев, который он подает в связи с инцидентом - о защите права гражданина на изображение. Первый был отклонен.

НОЯБРЬ, 27
Сайт «Своя колокольня»
Рязанский сайт «Своя колокольня» выступил против строительного беспредела в городе и получил обвинение в том, что нанес урон репутации местной компании. Юристы Центра защиты прав СМИ оказывают редакции правовую поддержку. В Арбитражном суде Рязанской области рассматривается иск о защите деловой репутации, поданный к местной интернет-газете «Своя колокольня». Истцом выступает рязанская строительная фирма «Северная компания». Ее представители заявляют, что в публикациях содержится недостоверная и порочащая информация, распространение которой привело организацию к материальным убыткам. Истец даже предоставил в суд свои расчеты, якобы доказывающие, что после публикации «Своей колокольни» «Северная компания» заключила меньше договоров долевого строительства, чем ранее. В материале «Полный Быстрец», опубликованном в издании в сентябре 2016 года, идет речь о бесконтрольной и незаконной, с точки зрения автора, деятельности строительных компаний в Рязани. Истец требует не только опровергнуть спорные сведения, но и взыскать со «Своей колокольни» 96,5 тыс. рублей в качестве компенсации. В ходе судебного процесса истец ходатайствовал о проведении закрытого заседания, мотивируя свое желание наличием в деле коммерческой тайны. Однако суд отказал в этом ходатайстве. Теперь же компания настаивает на проведении социологической экспертизы, которая, как считают представители истца, сможет помочь определить размер вреда, причиненного публикацией.

НОЯБРЬ, 28
ЗАКС.Ру
«Новая газета»
На заседание районного Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга по уголовному делу против активиста Дмитрия Мякшина, якобы избившего полицейского 12 июня, не пустили журналистов, несмотря на имеющуюся у них аккредитацию. Ограничения коснулись корреспондентов ЗАКС.Ру и «Новой газеты». Журналистам и активистам не открывали дверь в здание суда. Корреспонденту ЗАКС.Ру спустя 10 минут удалось пройти в здание, но заместитель председателя суда не пропустила ее в зал, сославшись на опоздание. После перерыва в зал не пустили, так как судья установила правило «не больше 10 человек в зале», хотя, по наблюдениям корреспондента ЗАКС.Ру, в зале находилось не более 5 человек и все места для слушателей были свободны. В результате около семи человек отправились писать жалобу на нарушение их прав. Они утверждают, что заседание должно быть открытым. Напомним, что 17-летнему Мякшину вменяют в вину избиение полицейского на Марсовом поле 12 июня. При этом сам полицейский ранее не смог объяснить, почему в момент якобы совершенного удара он упал вперед, а не назад. На видеозаписи момента удара не видно.

НОЯБРЬ, 28
The New Times
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) обвинила сайт The New Times в нарушении ст. 4 Закона «О средствах массовой информации», запрещающей распространение материалов, содержащих нецензурную брань. Это нарушение предусматривает согласно статье 13.21 Кодекса об Административных правонарушениях, штраф для физического лица в размере до трех тысяч рублей, для должностных лиц - до 20 тыс., для юридического лица - от 20 до 200 тыс. рублей. Решение по составленным протоколам (включая размер штрафа - в случае согласия суда с Роскомнадзором) должен будет принять мировой судья Тверского района города Москвы. Роскомнадзор, согласно составленным им протоколам, в результате внеплановой проверки newtimes.ru обнаружил аж три таких нарушения. И ни одного - непосредственно на сайте newtimes.ru. Все три нарушения содержались в гиперссылках на тексты, размещенные на других ресурсах. Первый протокол составили из-за публикации «Чичваркин в видеообращении раскритиковал возможное выдвижение Собчак в президенты» от 12 октября 2017 года. В тексте отсутствовала обсценная лексика, однако в качестве источника информации была указана гиперссылка на страницу Евгения Чичваркина в Facebook. Причиной протокола № 2 стал ответ супруга Ксении Собчак. Новость на сайте newtimes.ru называлась «Виторган ответил Чичваркину за Собчак матом» (она также вышла 12 октября). В тексте на сайте также отсутствовали признаки какого-либо нарушения, но гиперссылка вела на страницу супруга Собчак, Максима Виторгана, на Facebook, где владелец страницы опубликовал свой видеоответ Чичваркину. Поводом для третьего протокола Роскомнадзора стала публикация «Завершился баттл Оксимирона и американского рэпера Dizaster» от 16 октября. И снова в самом тексте на сайте newtimes.ru не было никакого нарушения и ни слова из перечня запрещенной обсценной лексики. Была лишь активная ссылка на заметку издания «Медуза» о прошедшем состязании рэперов.

НОЯБРЬ, 29
Татьяна Соломенникова
Полиция Перми ищет преступника, который накануне днем поджег белый Mercedes директора «Комсомольской правды - Прикамье» Татьяны Соломенниковой. Днем на улице Островского неизвестный мужчина подошел к иномарке и облил ее из бутылки горючей жидкостью, а затем поджег. При этом пламя с машины перекинулось на его руки и бутылку. После случившегося преступник скрылся с места происшествия. В результате пожара передняя часть белого Mercedes почти полностью выгорела. Позже стало известно, что машина принадлежит директору «Комсомольской правды - Прикамье» Татьяне Соломенниковой. Как сообщили 59.ru в полиции, по факту поджога возбуждено уголовное дело. «29 ноября в полицию поступило сообщение о том, что в Свердловском районе произошло возгорание автомобиля. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 167 УК РФ («Умышленные уничтожение или повреждение имущества»). Сейчас ведутся следственные и оперативно-разыскные мероприятия, - пояснили 59.ru в ГУ МВД по Пермскому краю.

НОЯБРЬ, 30
СМИ Перми
Ленинский районный суд Перми отказал адвокату из Москвы Андрею Бастракову в требовании удалить журналистов с процесса по уголовному делу Евгения Балуева. Этот бывший министр информационного развития и связи Прикамья стал подсудимым по обвинению в мошенничестве и незаконном хранении боеприпасов. По версии ФСБ, в 2014-2016 годах министр Е. Балуев с участием руководителя КГАУ «Пермский краевой центр МФЦ ПГМУ» Дмитрия Дымбрылова, заместителя руководителя данного госучреждения Натальи Гладковой (своей родственницы), ее мужа-бизнесмена Ильи Гладкова и члена молодежного парламента Прикамья от партии «Единая Россия», бизнесмена Ивана Овчинникова похитил более 24,5 млн рублей. Деньги были выделены из федерального бюджета на создание сети многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг. Кроме того, Е. Балуев совместно с Д. Дымбрыловым и Н. Гладковой похитили премии для подчиненных на общую сумму 2,1 млн рублей. При обыске в пермской квартире зарегистрированного в Москве министра были изъяты 13 винтовочных патронов калибром 7,62 мм. Подсудимый Е. Балуев полностью признал вину и подтвердил заявленную на следствии просьбу заслушать дело в особом порядке – без допроса свидетелей и исследования всех собранных улик. В таком случае наказание не может превышать 2/3 от максимального. Адвокат А. Бастраков поддержал позицию подзащитного, предложив провести разбирательство в закрытом заседании. «В отношении некоторых соучастников продолжается расследование. Мы намерены исследовать некоторые доказательства, относящиеся к смягчающим вину обстоятельствам, что может раскрыть тайну следствия», - заявил защитник. Гособвинитель Виталий Копылов и представитель потерпевшей стороны Наталья Гордеева оставили вопрос на усмотрение суда. После 42-минутного пребывания в совещательной комнате судья Сергей Сыров огласил постановление – рассмотреть в закрытом заседании только те доказательства, которые смягчают вину подсудимого. Прокурор В. Копылов зачитал обвинительное заключение. Затем публике и журналистам было предложено временно покинуть зал. Минут через 20 всех снова пригласили на заседание. Прения сторон прошли открыто. Перед оглашением приговора бывший министр Е. Балуев рассказал, что ничего особенного в закрытом заседании не обсуждалось: «Просто зачитали мой послужной список». Приговор был оглашен за 2,5 часа - в присутствии видео- и фотокамер, электронной и пишущей прессы. Экс-чиновник, наказанный на 6 лет заключения в колонии общего режима со штрафом в 1 млн рублей, взят под стражу в зале суда.

НОЯБРЬ, 30
Все СМИ
Согласно данным доклада британской правозащитной организации Article 19 и международного проекта Varieties of Democracy, свобода выражения мнения и распространения информации в мире упала до самого низкого уровня за последние десять лет. Авторы доклада отмечают, что журналистика становится все более опасной профессией - 79 журналистов в прошлом году были убиты, 259 - отправлены в тюрьму. Британская правозащитная организация Article 19, которая ставит своей задачей отстаивание свободы мнений и свободы распространения информации, опубликовала очередной доклад о ситуации с этими свободами в мире (.pdf). Совместно с международным исследовательским проектом Varieties of Democracy (V-Dem) правозащитники проанализировали ситуацию в 172 странах мира в период с 2006 по 2016 год на основании 32 социальных и политических индикаторов, включая равенство социальных классов, уровень коррупции, цензуру в интернете, преследование журналистов и т.п. Как отмечают авторы исследования, за последние десять лет свобода мнений и распространения информации упала до самого низкого уровня: журналистов преследуют, им угрожают как власти, так и криминальные структуры, их материалы подвергаются все более жесткой цензуре. Цензура в интернете также усилилась за десять лет, и значительная часть контента там «регулируется несколькими интернет-компаниями, чьи стандарты не отличаются прозрачностью». Правительства разных стран идут на беспрецедентные меры по подавлению голосов несогласных и акций протеста, в частности, некоммерческие организации включают в списки «иностранных агентов» со всеми вытекающими последствиями и ограничениями для их работы. «Мы живем во времена, когда правительства по всему миру отступают от обязательств по соблюдению прав человека. Свобода слова зачастую становится первой жертвой: цензура во имя национальной безопасности, новые законы для защиты нас от оскорблений и беспрецедентная слежка за нашим частным общением», - говорится в докладе. Наиболее значительные ухудшения со свободой слова и мнений за последние десять лет Article 19 отмечает в Турции, которую организация называет «самой большой тюрьмой для журналистов в мире». По данным на апрель, в тюрьмах находятся 152 турецких журналиста. После прошлогодней попытки государственного переворота были закрыты более 170 СМИ (газеты, сайты, телеканалы, информационные агентства), уволены 2500 журналистов. В числе наиболее неблагополучных стран также Бразилия, Бурунди, Египет, Венесуэла, Польша и Бангладеш. В одной только Мексике в прошлом году было совершено 426 нападений на журналистов, 11 из которых погибли. В Бангладеш было 320 нападений на журналистов, в трех из этих случаев журналисты погибли. В Бразилии 22 журналиста получили угрозы в свой адрес, четверо журналистов были убиты. В целом в мире в прошлом году были убиты 79 журналистов, 259 журналистов были отправлены в тюрьмы. В числе стран, где «усилилось подавление политических оппонентов физическими методами» организация Article 19 называет Турцию, Бурунди, Таиланд и Россию. И в этих же странах, по данным доклада, все больше «подавляется гражданское общество». Но есть и положительные изменения, и в числе тех стран, где они произошли, называются Тунис, Киргизия, Румыния, Непал и Шри-Ланка.


Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни