Результаты мониторинга
9 Ноября 2017 года

Результаты мониторинга ФЗГ за октябрь 2017 года

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов и блогеров – 4 (Давид Френкель, фотограф «Медиазоны», Санкт-Петербург; Максим Бородин, журналист РИА «Новый день», Екатеринбург; Ирина Горбачева, редактор «Первого пензенского портала», Пенза; Татьяна Фельгенгауэр, ведущая «Эха Москвы», Москва).

Нападения на редакции, телецентры – 1 (радио «FM-Биробиджан», Биробиджан)

Попытки цензуры – 2 (газета «Красный Уралец», Челябинская область; телекомпания «7 канал Красноярск», Красноярск).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 3 (Дарья Комарова, бывший главный редактор прекратившей существование газеты «Эксперт Чувашии», Чебоксары; Александр Батманов, журналист программы «Новости на НКО ТВ», Волгоград; Владимир Романенко, бывший директор муниципальной районной телекомпании «Студия Факт», Ямало-Ненецкий автономный округ).

Увольнение редактора, журналиста – 3 (Николай Батавин, главный редактор газеты «Красный Уралец», Челябинская область; Татьяна Петрова, корреспондент газеты «Прикубанские огни», Краснодарский край; Кристина Оленёва, корреспондента издания «Москва 24», Москва).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 17 (Александр Зимбовский, независимый журналист, Москва; Александр Валов, главный редактор сайта «БлогСочи», Краснодарский край; Леонид Кудинов, блогер, Краснодар; Андрей Лошак, независимый журналист, Краснодар; Илья Давлятчин, корреспондент «Росбалта», Санкт-Петербург; Анатолий Мальцев, фотограф Европейского фотоагентства, Санкт-Петербург; Давид Френкель, фотограф «Медиазоны», Санкт-Петербург; Андрей Киселев, корреспондент Радио Свобода, Беата Бубенец,. корреспондент Радио Свобода, Соня Гройсман, журналист «Дождя», Роман Вдовиченко, журналист Life, Ростислав Богушевский, корреспондент издания Daily Storm, Илья Горшков, корреспондент издания Daily Storm, все – Москва; Георгий Малец, блогер, Москва; Павел Рыжевский, блогер, Москва; Даниил Кузнецов, корреспондент «7x7», Ярославль; съемочная группа Башкирского спутникового телевидения, Республика Башкортостан).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 6 (Виталий Кадаев, главный редактор газеты «Элистинский курьер», Элиста; Максим Бородин, журналист РИА «Новый день», Екатеринбург; съемочная группа телеканала «78», Санкт-Петербург; Евгений Гайворонский, журналист издания «Примечания», Крым; Татьяна Фельгенгауэр, ведущая «Эха Москвы», Москва; Ксения Ларина, ведущая «Эха Москвы», Москва).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 14 на сумму 4 594 001 рубль и 1 000 000 евроРассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 8, удовлетворено – 6, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 2 163 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 47

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 1 (газета «Маяк», Свердловская область).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – ().

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Красный Уралец», Челябинская область).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 6 (сайт издания The Village, 2 раза; «Фонтанка.Ру», «Интерфакс», сайт «Новой газеты» в Петербурге», интернет-издание 47news.ru, все – Санкт-Петербург).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (диктофон редактора газеты «Ейская правда» Василия Довбыша, Краснодарский край).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 36

ОКТЯБРЬ, 1
Александр Зимбовский
В Москве около 20 метростроителей пришли к Дому Правительства, чтобы подать обращения на имя премьер-министра Дмитрия Медведева - им не выплачивали зарплату с осени 2016 года. Перед подачей обращений всех недовольных рабочих задержали полицейские. Об этом Открытой России рассказала активистка «Революционной рабочей партии» Елена Сидоренкова. По словам Сидоренковой, к Дому Правительства вышли бывшие рабочие компаний «Горизонт» и «Глобатек», отвечавших за строительство метро и МЦК. Строители уже давно были уволены из этих компаний, но работодатели должны были выплатить своим сотрудникам зарплаты, чего сделано не было. Однако метростроители не успели даже попасть внутрь Дома Правительства. У здания их ожидали сотрудники полиции. «Не успели они даже сдать обращения, только остановились возле Дома Правительства, чтобы поговорить с прессой, как подъехала полиция, вернее она уже их ожидала там, и всех рабочих стали брать под руки и провожать в автобус. Когда мы пытались спросить, за что их задерживают, нам не ответили», - сказала активистка. Также полиция задержала корреспондента «Революционной рабочей партии» Александра Зимбовского. Ни рабочие, ни сопровождающие их активисты не использовали плакаты или лозунги, которые могли бы приравнять подачу обращений в правительство к митингу, пояснила Сидоренкова. Активистка «Революционной рабочей партии» добавила, что всех задержанных увезли в ОВД Пресненское. Представители МВД не смогли оперативно прокомментировать произошедшее.

ОКТЯБРЬ, 2
Газета «Коммерсантъ»
«Роснефть» подала в суд на газету «Коммерсантъ». Речь идет о колонке под названием «Исправленного три года ждут» заместителя главного редактора по экономической политике «Коммерсанта» Дмитрия Бутрина. Претензии компании связаны с рассуждениями о законности закупок у собственной жены условным заместителем председателя правления «Роснефти», пояснил РБК пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. По его мнению, такой эвфемизм упомянут некорректно. Он подчеркнул, что иск носит «воспитательный характер» и материальных требований к редакции или автору в нем нет – только требования опровергнуть информацию. Он посоветовал журналистам «не трепать всуе имя компании «Роснефть». В пресс-службе «Роснефти» добавили, что сведения, опубликованные в колонке Бутрина, не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию компании. «Автор выдвигает огульные обвинения в адрес «условного» топ-менеджера «Роснефти», который якобы осуществляет закупки у своей жены. Использование термина «условный» объясняется желанием автора уйти от ответственности. Хотя совершенно очевидно, что воображаемый пример закрепляет в общественном сознании негативный образ компании», - сказано в сообщении «Роснефти». Согласно картотеке Арбитражного суда Москвы, исковое заявление было подано 2 октября. Ответчиком по иску значится АО «Коммерсантъ». Бутрин заявил РБК, что информация, изложенная в его публикации, «не может считаться ни ложной, ни истинной». «Это в моем понимании. И это не информация, а риторическая фигура [речи]. В юридическом смысле, является ли [содержание публикации] ложным или неложным, решит наш родной суд», - сказал Бутрин, добавив, что «это будет занятный суд».

ОКТЯБРЬ, 2
Газета «Красный Уралец»
Николай Батавин
В Верхнеуральске (Челябинская область) разгорелся скандал вокруг районной газеты «Красный Уралец». Местные власти изъяли весь тираж свежего номера. На почту прибыли лично глава Верхнеуральского района Сергей Хабин и его заместитель Галина Абакумова, чтобы изъять тираж субботнего выпуска газеты. По словам самой Абакумовой, тираж издания был не изъят, а «отозван». Взамен него в почтовое отделение поступил новый вариант. Официально команду отозвать тираж дала исполняющий обязанности главного редактора «Красного Уральца» Татьяна Князева. Смена тиражей, как выяснилось, напрямую связана с недавней отставкой главреда «районки» Николая Батавина. По словам вице-мэра Галины Абакумовой, до назначения прежнего мэра Батавин активно поддерживал прежнего главу. Поэтому после победы на выборах Сергей Хабин еще в марте 2010 года предложил оппозиционному редактору уйти в отставку. Тот отказался, сославшись на законодательство, и продолжил работу на своем посту. Правда, районные власти этой работой остались недовольны. Главное, что не устраивало районные власти – личность самого редактора. Батавин никак не пропагандировал деятельность мэра. Между тем, администрация является учредителем издания. Помимо областного финансирования, газета получает дотации из районного бюджета. «Никогда не осветит заслуги главы, никогда не поместит его фотографии, словом, не занимался пропагандой работы администрации и лично главы. При этом «Красный Уралец» является единственной районной газетой, другого издания у администрации нет. Батавин позиционировал свое издание как независимую прессу. Между тем ежегодно получал дотации на 2-3 миллиона рублей», – пожаловалась Галина Абакумова. Упрямство главного редактора стоило ему должности: устав терпеть такую «независимость», власти выступили с инициативой об отставке главреда. Совет автономного некоммерческого объединения, к которому относится газета, поддержал предложение, в итоге Батавин лишился своего поста. Однако накануне увольнения он успел подписать в печать номер с колонкой главного редактора, в которой раскритиковал власти района. Еще до выхода номера в свет глава Верхнеуральска, узнав о его содержании, заявил исполняющему обязанности главного редактора о том, что, если статья выйдет, администрация обратится в суд с иском о защите чести и достоинства главы и его заместителя. В результате скандальный тираж сняли, а в исправленной версии на месте колонки редактора появилась заметка про праздник Ураза-байрам. Между тем, опальный редактор сдаваться не намерен: он хочет обратиться в правоохранительные органы с заявлением о незаконном изъятии тиража газеты. Районные чиновники тоже не собираются сидеть без дела: уже сейчас они готовят масштабную ревизию, в том числе, финансовой кухни издания. Отметим, что в настоящий момент все сотрудники газеты подавлены и напуганы, от комментариев категорически отказываются.

ОКТЯБРЬ, 2
Фонд борьбы с коррупцией
Люблинский суд Москвы удовлетворил иск о защите чести и достоинства бизнесмена Сергея Михайлова (известного под кличкой Михась) к Фонду борьбы с коррупцией (ФБК) и его основателю Алексею Навальному. Суд обязал Навального в течение недели удалить материал под заголовком «Все-таки дарил Путин часы С. Михайлову, главе солнцевской ОПГ», который был опубликован в августе на сайте Навального, и дать опровержение. Кроме того, суд постановил взыскать с оппозиционера судебные расходы истца в размере17 тысяч рублей. Представитель ФБК сообщил «Медиазоне», что ответчики обжалуют решение суда. Михайлов подал иск против Навального и ФБК в начале сентября. Ранее суд отказался удовлетворить предыдущий иск Михайлова, в котором он требовал опровергнуть сведения из фильма-расследования ФБК «Чайка», в котором его называют «криминальным авторитетом».

ОКТЯБРЬ, 2
Алексей Кунгуров
В Курганской области блогера Алексея Кунгурова, отбывающего наказание в колонии - поселении № 5, посадили в очередной раз на 15 суток в штрафной изолятор. Об этом Фонду защиты гласности рассказала его супруга Асия Байшихина: «Придумывать поводы для посадки администрация не утруждается. Все время пишут одно и то же – «отказ от благоустроительных работ». Но эти работы никто ему и не предлагал, да и трудно представить, что там можно благоустраивать: вся территория – песок и камни, дают метлу из трех прутиков – подметай, такой у них юмор однообразный». В ШИЗО, говорит Асия, сажают его уже пятый раз: всего он там пробыл больше двух месяцев. «Он там проводит больше времени, чем в бараке: выпустят на пару дней, и снова – туда. Думаю, такое им дано указание – чтобы здоровье его подорвать. Там ведь холод собачий, высокая влажность, помещение не отапливается – это бетонный склеп. И свою одежду туда брать нельзя: две недели в робе – это испытание холодом, которое выдержит не каждый здоровый организм. У Алексея, к счастью, здоровье крепкое, но выглядит он уже неважно, а если не дай бог заболеет, то лечить будет некому», - говорит Асия Байшихина. Медиков, по ее словам, в этом исправительном учреждении нет. Медосмотры вновь прибывших поселенцев в нем не проводятся. «Алексей прибыл в колонию 9 июня, а кровь из пальца у него взяли и сделали флюорографию только 12 сентября – три месяца жил там без медкарты. Когда закрывали его в ШИЗО, приходил какой-то человек, который называется медиком, и, не осматривая, писал «здоров, жалоб нет». Администрация КП № 5 обратилась в суд с заявлением о переводе Алексея Кунгурова, как «злостного нарушителя» из колонии поселения в колонию усиленного режима. «Для этого и отправляли его ШИЗО, но все случаи помещения его туда мы будем обжаловать, хотя надежды, конечно, мало», - рассказала супруга блогера. Судебное заседание назначено на 5 октября. Напомним, 20 декабря 2016 решением Приволжского военного суда Кунгуров был приговорен по статье 205. 2 УК РФ («Публичное оправдание терроризма») к двум годам колонии – поселения. Поводом для возбуждения уголовного дела стал пост в ЖЖ «Кого на самом деле бомбят путинские соколы?», где подвергались критики действия российских военно-космических сил в Сирии.

ОКТЯБРЬ, 2
Газета «Час Пик»
В Верхней Пышме (Свердловская область) продолжается суд о «деловой репутации администрации». В Верхнепышминском городском суде состоится очередное заседание по иску администрации города к председателю координационного совета движения «ОСА» Руслану Магамурову, главному редактору газеты «Час Пик» Олегу Кондратьеву и его заместителю Алексею Герасимову о защите деловой репутации администрации. Данный процесс стартовал в марте этого года. На последнем заседании суда (4 апреля) было принято определение о назначении судебной лингвистической экспертизы выступления на митинге Р. Магамурова, которое, по мнению администрации, содержит элементы подрыва её деловой репутации. Проведение экспертизы было поручено экспертам Федерального бюджетного учреждения Уральский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации. Производство по делу было приостановлено до получения заключения экспертов. Заключение экспертов предоставлено в суд.

ОКТЯБРЬ, 2
Все СМИ
Протестующие против цензуры на YouTube были задержаны в Москве. Митингующие собрались около здания офиса Google, расположенного в центре Москвы, на улице Балчуг. В ходе митинга сотрудниками полиции было задержано более двух десятков человек. Как сообщает РБК, среди задержанных, четверо журналистов. По словам Александра Расторгуева, координатора движения «Артподготовка», задержанных обвиняют в том, что они мешали свободному проходу граждан. По словам Расторгуева, митингующие не скандировали лозунгов и не разворачивали плакаты, а просто «собрались поговорить и выразить российскому YouTube протест.

ОКТЯБРЬ, 2
Телекомпания «Ермак»
Грустно-анекдотичная ситуация сложилась в телекомпании «Ермак» (Екатеринбург), которая считалась близкой к уральскому полпредству: с февраля ее программы не выходят в эфир, но до сих пор 20 сотрудникам должны 1,2 млн рублей, при этом экс-руководители Татьяна Николаева и Андрей Муринович категорически открещиваются от каких-либо обвинений. Естественно журналисты обратились в суд. Тогда и выяснилось, что у «Ермака» уже нет ни денег, ни имущества, которое можно было бы продать, лишь два автомобиля, но на их реализацию наложен запрет. Как рассказала информагентству Znak.com пресс-секретарь областной прокуратуры Марина Канатова, прокуратура Ленинского района Екатеринбурга направила в суд заявление о взыскании средств, были вынесены судебные приказы, но, по данным прокуратуры, из 20 вступил в силу пока только один. Парадокс в том, что ни силовики, ни соучредители до сих пор не могут выяснить, кто сейчас является главой телеканала и несет за него ответственность. Хотя, согласно выписке из ЕГРЮЛ, президентом «Ермака» до сих пор значится Муринович, который возглавил его в ноябре 2016 года, после того как предыдущий руководитель Татьяна Николаева ушла на пенсию. «С 10 марта я не являюсь директором - 10 февраля было подано заявление об уходе, я месяц по закону отработал и ушел. Чтобы изменения появились в ЕГРЮЛ, необходимо, чтобы учредители собрались и приняли мою отставку, но они не собираются. Так что пусть разбираются сами», - заявляет «непрезидент» Муринович. А уволился он с телеканала из-за того, что ему тоже... не платили. Любопытно, что ушедшая Николаева остается ответственным секретарем совета главных редакторов СМИ УрФО. Крайними в этой ситуации остаются журналисты, а ведь в списках учредителей «Ермака» по документам значатся очень уважаемые организации – ВГТРК, телекомпания «Ямал-регион», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», телекомпания «4 канал» и телерадиокомпания «Югра». Бывший продюсер новостей на «Ермаке» Анна Кочеврягина рассчитывает, что загадку с долгами сотрудникам телеканала решат только следователи: «На Следственный комитет вся надежда». Материалы прокуратуры направлены в четвертое следственное управление СКР для дачи правовой оценки действий руководства «Ермака». Также вопрос с задолженностью взят на контроль в администрации губернатора Свердловской области.

ОКТЯБРЬ, 3
Станислав Дмитриевский
Европейский суд по правам человека вынес постановление по жалобе Станислава Дмитриевского на нарушение в отношении него статьи 10 Европейской Конвенции («Свобода выражения мнения»). Страсбургский суд установил, что Российская Федерация нарушила право Дмитриевского на свободу выражения мнения, в связи с чем присудил ему в качестве компенсации морального вреда 10 000 евро. Юрист Комитета против пыток Ольга Садовская, представлявшая интересы заявителя в Европейском суде, полагает, что сегодняшнее решение может стать основанием для пересмотра уголовного дела в отношении Дмитриевского об экстремизме на национальном уровне. Жалоба Станислава Дмитриевского касалась приговора в отношении него по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») за публикацию в газете «Право-защита», редактором которой он являлся, заявлений Аслана Масхадова и Ахмеда Закаева. В обоих заявлениях содержалась критика российских властей в связи с длящимся военным конфликтом в Чеченской Республике. Тексты были признаны экстремистскими, и за их публикацию Дмитриевскому было назначено два года лишения свободы условно. Заявитель и его представитель настаивали на том, что приговор Дмитриевскому нарушает его свободу слова, предусмотренную статьей 10 Европейской Конвенции, с чем сегодня полностью согласился ЕСПЧ. Общество российско-чеченской дружбы, выпускавшее газету «Право-Защита» и также признанное российским судом экстремистским, неоднократно помогало Комитету против пыток собирать данные о нарушениях прав человека, совершенных преимущественно военными в период первого и второго чеченских конфликтов. Напомним, что вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении Станислава Дмитриевского решался на уровне прокурора Нижегородской области Владимира Демидова, а основанием для этого послужило заключение заведующей кафедры мировой политики и международного права Нижегородского государственного университета Ольги Хохлышевой, содержащее, по мнению заявителя, оскорбительные и дискриминационные характеристики. Кроме того, при анализе дела было обнаружено, что подписанный судьей Бондаренко протокол судебного заседания не соответствовал происходившему в зале судебного заседания в реальности и, таким образом, в основу обвинения были положены заявления в искаженном виде. В постановлении ЕСПЧ уделил особое внимание статусу заявителя, характеру опубликованных им статей и их формулировке, контексту, в котором они были опубликованы, а также подходу российских судов к обоснованию вмешательства. Как результат, Суд заключил, что высказанные в статьях мнения не могут рассматриваться как подстрекательство к насилию, равно как и не могут быть истолкованы в качестве призывов к ненависти или нетерпимости, которые могут спровоцировать какие-либо насильственные действия. Суд не увидел в оспариваемых текстах ничего, кроме критики российского правительства и его действий в Чеченской Республике, которая не выходит за допустимые пределы. Суд также отметил, что решения национальных судов по делу Дмитриевского не были обоснованными: суды не только не представили соответствующих и достаточных аргументов для обвинительного приговора заявителю, но к тому же отклонили все доводы в защиту заявителя как «неприемлемые с юридической точки зрения», заявив, что это была его «попытка защитить себя от наказания». Таким образом, Суд пришел к выводу о том, что заявитель был лишен процессуальной защиты, которой он имел право пользоваться согласно статье 10 Конвенции. Кроме того, Суд отметил, что осуждение заявителя и примененная к нему суровая санкция могли оказать негативное воздействие на свободу выражения мнений журналистов в России и помешать прессе открыто обсуждать вопросы, представляющие общественный интерес, в частности событий, касающихся конфликта в Чеченской Республике. «Важно, что приговор Дмитриевскому был одним из первых (а возможно и первым) такого рода. И это стало началом этапа наступления на свободу слова и выражения мнения в России, – считает Ольга Садовская. – Я надеюсь, что сформированная в результате рассмотрения этого дела позиция Суда найдет своей развитие и в других решениях по жалобам о необоснованном применении статьи 282 в отношении публикаций, являющихся исключительно реализацией права на свободу слова и ничем иным. Также сегодняшнее решение ЕСПЧ может стать основанием для пересмотра уголовного дела в отношении Дмитриевского».

ОКТЯБРЬ, 3
«Новая газета»
Елена Милашина
Европейский суд по правам человека постановил, что российские суды нарушили право на свободу самовыражения при рассмотрении исков против «Новой газеты» в связи с публикациями о гибели подлодки «Курск». «Новой газете» присудили компенсацию 3388 евро, еще 2170 евро получит корреспондент издания Елена Милашина. Россия также должна будет покрыть судебные расходы. В решении сказано, что российские суды «исходили из предположения, что защита чести и достоинства во всех случаях превосходит право на свободу самовыражения». «Российские суды никак не оценили важную роль свободных СМИ в демократическом обществе», - постановил ЕСПЧ. ЕСПЧ рассматривал жалобу на решение Басманного суда Москвы в декабре 2005 года по иску главного судмедэксперта министерства обороны Виктора Колкутина и других экспертов. Тогда московский суд обязал газету опровергнуть сведения, которые порочат деловую репутацию Колкутина. «Новая газета» выплатила 50 тысяч рублей компенсации, Милашина - 7 тысяч рублей. В своих статьях «Новая газета» утверждала, что экспертное заключение о гибели подводников почти сразу после взрыва на «Курске» помогло офицерам ВМФ уйти от ответственности за ненадлежащим образом проведенную спасательную операцию. Атомная подводная лодка «Курск» затонула 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море. По официальной версии, из-за утечки компонентов топлива произошел взрыв одной из торпед. Погибли все 118 членов экипажа подлодки. Основным свидетельством того, что взрыв пережила по меньшей мере часть экипажа, стала записка капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, найденная в кормовом отсеке. «Новая газета» также писала, что в течение двух дней в районе гибели слышали сигналы SOS.

ОКТЯБРЬ, 3
Нина Малаш
Елена Вашкевич
По сообщению ресурса Znak.Com, в Челябинской области снята с должности главный редактор «Кизильского вестника» Нина Малаш. Кроме того, была попытка уволить редактора «Звезды» Елену Вашкевич.

ОКТЯБРЬ, 3
Телеканал РЕН ТВ
Симоновский районный суд Москвы отказал в удовлетворении иска на 200 тысяч рублей Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» к телеканалу РЕН ТВ о защите деловой репутации, сообщила РАПСИ адвокат Марина Агальцова. Собеседница агентства уточнила, что пока не располагает информацией о причинах отказа в иске, так как мотивировочная часть решения суда ещё не изготовлена. Поводом для обращения в суд правозащитного центра «Мемориал» послужили опубликованные на сайте телеканала РЕН ТВ видеосюжеты, в которых освещалось награждение победителей XVII Всероссийского конкурса исторических работ «Человек в истории. Россия - XX век», проводимого организацией в конце апреля 2016 года. Авторы репортажей сообщали, что организаторы конкурса внушают школьникам «мысль о том, что фашистские захватчики несли в СССР не разруху и насилие, а европейские ценности» (см. монитор за февраль 2017 года). В ходе судебного процесса судом были просмотрены вышеупомянутые видеосюжеты РЕН ТВ, а также был привлечен в качестве третьего лица корреспондент телеканала Виталий Ханин, являющийся одним из авторов вышеупомянутых материалов. Как сообщается на официальном сайте «Мемориала», участники церемонии подверглись нападкам собравшихся у входа хулиганов, которые выкрикивали оскорбления в их адрес. Также некоторым людям они плеснули в лицо едкую жидкость, нескольких - облили зеленкой, в частности, писательницу Людмилу Улицкую. Позднее «Мемориал» пытался решить данный вопрос в досудебном порядке, обратившись в Общественную коллегию по жалобам на прессу, однако телеканал проигнорировал процесс в Коллегии. После этого представители правозащитного центра обратились в суд с иском, в котором требовали признать не соответствующими действительности репортажи РЕН ТВ, обязать телеканал удалить данные материалы с сайта и выплатить 200 тысяч рублей компенсации.

ОКТЯБРЬ, 3
Александр Валов
Владимир Мельников
Главный редактор сайта «БлогСочи» Александр Валов приговорен к трем суткам административного ареста по обвинению в уклонении от выплаты штрафа в размере 2000 рублей. Сам Валов назвал решение суда необоснованным и пожаловался на действия полицейских. Как сообщал «Кавказский узел», 27 сентября суд в Сочи (Краснодарский край) частично удовлетворил иск депутата Госдумы Юрия Напсо о защите чести и достоинства к главному редактору «БлогСочи» Александру Валову и одному из блогеров этого сайта Владимиру Мельникову. С ответчиков, по решению суда, должно быть взыскано 1,5 миллиона рублей, в том числе 1 миллион рублей - с Александра Валова. А 3 октября мировой судья судебного участка № 104 признала Александра Валова виновным в уклонении от исполнения административного наказания и назначила ему наказание в виде трех суток ареста. В постановлении суда утверждается, что 2 октября в отношении Валова сотрудниками полиции был составлен протокол за неуплату штрафа в размере 2000 рублей. Оштрафован Валов был еще четыре месяца назад за отсутствие регистрации в Сочи, отмечается в документе. «В судебном заседании Валов А.И. пояснил, что в городе Сочи проездом и постоянно зарегистрирован в Байкальске. В настоящее время остановился на улице Донской. Более трех месяцев в Сочи не задерживается и постоянно совершает переезды», - говорится в постановлении. При этом сам Валов сослался на то, что он не исключает, что штраф не успел своевременно оплатить, отмечается в постановлении. Валов сказал суду, что, возможно, штраф был оплачен, но он не может это подтвердить. Однако в итоге суд принял решение приговорить Валова к трем суткам административного ареста. Александр Валов заявил корреспонденту «Кавказского узла» о том, что считает постановление необоснованным. По его словам, «от наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей он не уклонялся». «Накануне заседания я оплатил в двойном размере штраф за пребывание в Сочи без регистрации. Однако суд не принял во внимание мои доводы. Также суд отказался передать рассмотрение дела по месту моей постоянной регистрации - в город Байкальск Иркутской области», - сказал Александр Валов. По его словам, протокол об административном правонарушении, за неуплату штрафа, был составлен вечером 2 октября. Причем протокол был составлен в мэрии Сочи, утверждает Валов. Он рассказал, что «сам вызвал полицию, так как с ним грубо обошелся сотрудник мэрии». По словам Валова, он принес заявку на проведение митинга, но ему было неправомерно отказано. «Я решил провести митинг против решения суда, который частично удовлетворил иск депутата Госдумы Юрия Напсо. Подал заявку в мэрию, но там чиновник мэрии обошелся со мной достаточно грубо и нарушил мои права», - рассказал Александр Валов. Валов заявил о том, что он «вызвал полицию в администрацию, чтобы она разобралась с сотрудником мэрии. Но вместо того чтобы разобраться в ситуации, полицейские сообщили мне, что я нахожусь в розыске по делу о неуплате 2000 рублей штрафа за отсутствие регистрации в Сочи. В отношении меня был составлен протокол по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Дело было передано в мировой суд, который приговорил меня к трем суткам ареста. Хотя штраф я оплатил вчера в двойном размере и представил судье квитанцию», - пояснил Александр Валов.

ОКТЯБРЬ, 3, 12
Владислав Рязанцев
Следователи СК России по Ростовской области завершили расследование уголовного дела в отношении участников экстремистской организации, которые избили журналиста издания «Кавказский узел» Владислава Рязанцева. Напомним, 10 января этого года в центре Ростова на Рязанцева напали неизвестные люди с закрытыми лицами. Позже ответственность за нападение взяла на себя запрещенная на территории России экстремистская организация «Misanthropic Division». Четверо ростовчан, трое из которых - участники этой организации, и стали фигурантами уголовного дела. «В январе 2017 года обвиняемые, действуя группой лиц по предварительному сговору, находясь на проспекте Ворошиловском в Ростове-на-Дону, совершили нападение на лидера регионального политического движения «Левый Блок» и являющегося штатным журналистом интернет-издания «Кавказский узел», причинив ему телесные повреждения. Проведенными сотрудниками УФСБ России по Ростовской области и ЦПЭ ГУ МВД России по Ростовской области оперативно-розыскными мероприятиями, противоправная деятельность обвиняемых была пресечена», - сообщила 1Rnd официальный представитель Следственного управления СК России по Ростовской области Галина Гагалаева. Она добавила, что уголовное дело «ушло» в суд для рассмотрения по существу. Рассмотрение началось 12 октября в Кировском районном суде. По информации портала «Блокнот Ростова», во время суда подсудимые вели себя развязно, они смеялись и хихикали. Двое из подсудимых - Александр Вишняков и Сергей Конев - признали свою вину. Двое других - Андрей Безуглов и Руслан Павлюк - свою вину в суде отрицают.

ОКТЯБРЬ, 4
ВГТРК
На ВГТРК подали в суд за выпуск «Прямого эфира» под названием «Вечер пожирателей рекламы». Оказалось, что схожий товарный знак принадлежит рекламному агентству «Твин Медиа», которое заявляет о нарушении прав правообладателя. Рекламное агентство «Твин Медиа», которое владеет правами на товарный знак «Вечер пожирателей», подало в Арбитражный суд Москвы иск о защите прав правообладателя. Ответчик по иску - ВГТРК. Об этом РБК сообщил креативный директор «Твин Медиа», продюсер «Ночи пожирателей рекламы» в России Даниил Костинский. Заявление было направлено в суд по электронной системе и почтовым отправлением. «Электронное подтверждение о том, что заявление поступило в суд, нам пришло», - отметил Костинский. Поводом для обращения, как сказано в исковом заявлении (есть у РБК), стала вышедшая 29 сентября на телеканале «Россия 1» программа «Прямой эфир» с ведущим Андреем Малаховым под названием «Вечер пожирателей рекламы». Эфир программы был посвящен героям популярных роликов 90-х. Впоследствии телепередача была опубликована на странице канала в интернете. В начале 2000-х годов агентство «Твин Медиа» зарегистрировало в России товарный знак «Ночь пожирателей рекламы», рассказал Костинский, а также все его вариации («Утро пожирателей», «День пожирателей», «Вечер пожирателей»). В частности, свидетельство на товарный знак «Вечер пожирателей» «Твин Медиа» было получено в ноябре 2002 года. В числе видов услуг - развлекательные радио- и телевизионные передачи. В «Твин Медиа» считают, что ВГТРК (учредитель «России 1» и владелец сайта, где была размещена программа) незаконно использовала товарный знак. «В результате использования вербального выражения «Вечер пожирателей рекламы», тождественного/сходного до степени смешения» с товарными знаками истца, в отношении однородных услуг, очевидно, возникло смешение услуг истца и услуг ответчика в глазах потребителей», - говорится в исковом заявлении.

ОКТЯБРЬ, 4
Дарья Комарова
Бывший главный редактор прекратившей существование газеты «Эксперт Чувашии» Дарья Комарова стала подозреваемой по части 2 статьи 128.1 УК РФ («Клевета, содержащаяся в средствах массовой информации») из-за статьи про политика Олега Николаева. Утром Следственный комитет опубликовал пресс-релиз о возбуждении дела, не упоминая имен его фигурантов, позже издание «Правда ПФО» со ссылкой на собственные источники написало, что речь идет о Комаровой и Николаеве. Сама Комарова подтвердила эти сведения «Медиазоне»: журналист сказала, что ее вызывали на допрос в качестве подозреваемой, но она отказалась давать показания. Претензии Николаева касаются нескольких статей, в частности, статьи, опубликованной в выпуске «Эксперта Чувашии» от 7 сентября 2015 года - за неделю до выборов главы региона. Николаев баллотировался от «Справедливой России», он занял второе место, набрав более 14% голосов. Статья называлась «Как няня стала любовницей Николаева», в ней утверждалось, что политик «бросил жену с двумя детьми», а когда журналисты узнали об этом, заплатил бывшей супруге 100 тысяч рублей за молчание. Комарова рассказала «Медиазоне», что в период предвыборной кампании она узнала, что «кандидат не такой хороший, как кажется, и скрывает подробности своей биографии». Журналистка решила поговорить с первой супругой Николаева, та кратко рассказала ей историю отношений с мужем, а подробней пообещала поговорить на следующий день, но новый разговор так и не состоялся. «Информацию, которая была опубликована в газете, я получила от его бывшей жены», - настаивает Комарова. Олег Николаев сказал «Медиазоне», что действительно женат во второй раз, но не скрывал этого, а всю остальную информацию из статьи «Эксперта Чувашии» считает клеветой. Политик говорит, что публикация была признана нарушением порядка предвыборной агитации. Он подал на Комарову в Калининский районный суд Чебоксар. Суд принял сторону Николаева и в августе 2016 года обязал журналистку опубликовать опровержение. Сама газета к этому моменту уже прекратила свое существование. Комарова говорит, что в августе 2017 года, в период, когда она участвовала в выборах муниципальных депутатов, к ней из-за решения суда по иску Николаева пришли домой приставы, которые забрали ее ноутбук. «Когда я пожаловалась на судебных приставов, они написали на меня, что я нанесла побои. Сейчас на меня еще одно дело возбуждено, по статье 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), - рассказывает она. - Пока идет расследование, через пару часов будет следственный эксперимент дома». Комарова утверждает, что не била пристава.

ОКТЯБРЬ, 4
Газета «Элистинский курьер»
Виталий Кадаев
В ФЗГ поступила информация о ситуации вокруг газеты «Элистинский курьер» и ее главного редактора Виталия Кадаева. Летом 2017 года ему поступила информация о том, что по поводу газеты одна преступная группировка стала «решать вопрос». Спонсору и фактическому владельцу газеты обещали расправу, и он вынужден ходить с личным охранником. Редактора также предупредили, чтобы он не ходил один в вечернее время. Затем стали происходить странные вещи. Сначала к жене В. Кадаева, гулявшей вечером с годовалым ребенком, подъехала легковая машина, и мужчина в машине предложил им с ребенком прокатиться, напугав женщину. Потом некий господин демонстративно снимал на камеру смартфона Кадаева, когда тот отводил в детский сад дочку. В. Кадаев обеспокоен ситуацией и опасается за свою семью. «Я привык жить в условиях постоянного прессинга и провокаций, но раньше я был один и отвечал только за себя и свою жизнь. Теперь я не имею такой роскоши, у меня есть семья - двое маленьких детей и жена. И анализируя ситуацию, я прихожу к выводу, что кольцо вокруг меня и моей семьи сжимается. А я ничего не могу с этим сделать», - говорит В. Кадаев.

ОКТЯБРЬ, 4
Сайт «ОпенТаун»
Газета «Дважды Два»
Журналисты сайта «ОпенТаун» и газеты «Дважды Два» в Кировске (Мурманская область) делали материал о строительстве дорожной развязки при въезде в город. Однако попытка сфотографировать рабочий процесс закончилась скандалом. К представителям СМИ подошел бригадир строителей, занимающихся обустройством транспортной развязки, и, матерясь и ссылаясь на гражданский кодекс, начал доказывать, что съемка людей запрещена. На что журналисты, естественно, возразили. Диалог происходил на повышенных тонах и закончился фразой из уст бригадира: «Тебе сигарету в глаз воткнуть?». Беседу с агрессивным мужчиной успели записать на видео. Решается вопрос об обращении в суд.

ОКТЯБРЬ, 5
Вероника Куцылло
Редакция сайта «Открытая Россия»
У сотрудников сайта «Открытая Россия» прошли обыски. Следователи пришли еще до рассвета. В дверь позвонили около шести часов утра. Первыми явились в квартиру главного редактора сайта «Открытая Россия» Вероники Куцылло и к родителям председателя одноименного движения Александра Соловьева. Затем следователи приехали в офис движения «Открытая Россия», в редакцию сайта, в Центр управления расследования, а также к активистам. Исполнительного директора движения Тимура Валеева во время обыска заковали в наручники и уложили лицом в пол. Сотрудник правоохранительных органов задавал ему вопросы и при этом сидел на нем сверху. На сайте движения говорится, что всего обыски прошли не менее чем по 17-ти адресам. Из редакции следователи изъяли документы, технику и все предметы желтого цвета. В Следственном комитете заявили, что обыски прошли в рамках дела ЮКОСа, а также связаны с иностранным финансированием общественной организации, которую признали нежелательной в России. В «Открытой России» подчеркнули, что нежелательной была признана британская организация, которая к ним не имеет отношения. А в 2003, когда возбудили дело ЮКОСа, активистам было по 12-15 лет. Обыски в «Открытой России» по этому делу уже проходили, но впервые они носят столь массовых характер.

ОКТЯБРЬ, 5
Газета «Миллат»
В марте 2017 года в Дагестане аварская газета «Миллат» опубликовала статью под заголовком «Тенгликские» геббельсы снова в движении». Текст вызвал бурную реакцию кумыкской общественности. Некоторые СМИ перевели заметку на русский язык. В ней, в частности, говорится, что «кумыкские земли» существуют «только в приснившихся сновидениях вышеуказанных националистов», а «Дагестан пытаются разрушить руками кумыкских националистов по указке НАТО». Пестрящий противоречиями материал (автор, например, против словосочетания «кумыкские земли», хотя сам употребляет термин «аварские реки») вызывает у стороннего читателя лишь недоумение. Учредитель газеты Магомед Бисавалиев поспешил сообщить, что «редактор Алиса Алдашева и автор статьи Гамзат Изудинов были наказаны объявлением строгого выговора за непродуманную писанину и за её публикацию». Но кумыков это не устроило. Они попытались засудить автора и издание. Общественники обратились в Генпрокуратуру с требованием возбудить уголовное дело за клевету (статья 128.1 УК РФ) и разжигание межнациональной розни (статья 282 УК РФ). Из Москвы их заявление послали в дагестанскую прокуратуру, которая перенаправила его в надзорный орган Гумбетовского района. В итоге обращение оказалось в Ботлихском межрайонном следственном отделе (судя по всему, автор заметки проживает в подведомственном этому отделению районе). Там провели лингвистическую экспертизу, по результатам которой вынесли решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова в беседе с «Кавказ.Реалии» отметила, что очевидного разжигания розни в публикации нет, но предпосылки есть. «При оценке текста на разжигание ненависти или вражды нужно руководствоваться определением, согласно которому под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, понимаются высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций и совершения иных противоправных действий. В частности, применение насилия в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии», - объясняет она. В самом тексте Кузеванова нашла заявления против кумыков, но не обнаружила высказываний, обосновывающих необходимость совершения в отношении них противоправных действий. «Может быть, компетентные органы тоже этого не увидели, потому и не сочли, что есть нарушение. Хотя текст на грани», - добавляет юрист. Кумыки составляют третью по численности этническую группу в Дагестане – их около 500 тысяч, примерно 14,2%. Второе место занимают даргинцы – их 16,5%. Самая большая группа – это аварцы, численность которых достигает 30%. Кумыки имеют значительный вес. Следствием этого становится постоянная борьба за влияние между представителями крупнейших национальностей.

ОКТЯБРЬ, 5
Съемочная группа Би-би-си
В министерстве иностранных дел раскритиковали съемочную группу документального фильма Би-би-си «Россия с Саймоном Ривом», которая сообщала о «преследованиях и задержаниях». В дипведомстве напомнили, что у оператора съемочной группы не было аккредитации для съемки на территории России, помимо этого, он дважды без согласования запустил беспилотник, за что и был оштрафован. Кроме того, корреспондентов интересовали зоны с повышенной опасностью, например, разлив реки, вызванный весенним половодьем. В ведомстве напомнили, что доступ в такие места ограничен, о чем журналистов предупредили сотрудники правоохранительных органов.

ОКТЯБРЬ, 5
Газета «Дагестанская Правда»
Газета «Черновик»
Мэрия Махачкалы нарушает Закон «О СМИ», так как не отвечает, или несвоевременно отвечает на запросы, - посчитали руководители газет «Дагестанская Правда» и «Черновик». И обратились в прокуратуру. Как показала проверка прокуратуры Махачкалы, сведения подтвердились: администрация города действительно своевременно не отвечала на запросы вышеуказанных печатных изданий. В связи с выявленными нарушениями прокуратура внесла представление в адрес главы города об их устранении. К ответственности привлекли управляющего делами администрации. В соответствии со ст. 39 Закона РФ «О средствах массовой информации», редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. В соответствии с законом, предельный срок ответа составляет 7 дней.

ОКТЯБРЬ, 5
Леонид Кудинов
В Краснодаре суд приговорил блогера Леонида Кудинова к 10 суткам административного ареста за видеоролик про предстоящий митинг Навального 7 октября. Об этом сообщает «Голос Кубани». Автора ролика «Почему надо идти на митинг «За Навального» задержали утром 5 октября. Блогера обвинили в организации публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (часть 2 статьи 20.2 КоАП). Судья Диана Беляк распорядилась никого не пускать в зал заседания. В январе 2017 года прокуратура Карасунского округа Краснодара возбудила на Кудинова административное дело за публичную демонстрацию нацистской символики (статья 20.3 КоАП). Он выложил видео, в котором рассказывал об административном аресте участницы движения «Артподготовка» Натальи Кудеевой за фотографию Владимира Путина со свастикой. Кудинов использовал изображения, на которых оппозиционеры или западные политики показаны в нацистской форме - блогер отмечал, что за такие картинки участников «ура-патриотических групп» в соцсетях правоохранительные органы не штрафуют.

ОКТЯБРЬ, 6
Радиостанция «Эхо Москвы»
В Москве из-за новой волны анонимных звонков о минировании объектов эвакуировали людей из здания, где расположен офис радиостанции «Эхо Москвы». Однако сотрудники редакции эвакуироваться не стали, после того как главный редактор Алексей Венедиктов заявил о том, что на территории радиостанции распоряжения полиции не действуют, сообщает РБК. Кроме здания, где расположена радиостанция, в Москве в пятницу телефонные террористы сообщили о минировании приемной Московской городской думы и приемной столичного омбудсмена. Всего в первой половине дня поступило около трех десятков сообщений о заложенных взрывных устройствах в столице. Ни одно из них не подтвердилось.

ОКТЯБРЬ, 6
Газета «Маяк»
В Сысерти (Свердловская область) редакция районной газеты «Маяк» в этом месяце отмечает 86-летие со дня выхода в свет первого номера, но рискует вскоре оказаться на улице. Редактор и директор издания Ирина Летемина обратилась к читателям и к медиа-сообществу с просьбой остановить давление властей. Основанием для выселения редакции стало письмо за подписью зам главы областного министерства по управлению государственным имуществом Сергея Сосновских, в котором сообщается, что министерство расторгает с редакцией договор о безвозмездном использовании здания площадью в 100 квадратных метров. «Маяк» более полувека находится в этом помещении. Но три года назад произошел конфликт. «В декабре 2014 нас из этого здания пытался выжить депутат Максим Серебренников: весь комплекс был передан в пользование фирме, аффилированной с ним, - рассказала Ирина Летемина информагентству «URA.RU». - Я на пресс-конференции задала вопрос губернатору, он дал распоряжение, и в марте 2015 с нами заключили договор безвозмездного пользования». Сегодняшнее выселение - это, по мнению журналистов, «прощальный подарок» бывшего мэра Сысерти Александра Карамышева, ставшего после выборов председателем местной думы. Так экс-глава сводит счеты с изданием, на страницах которого его деятельность как муниципального чиновника неоднократно подвергалась критике. Под конец своего срока он создал газету «Сысертские вести» и договорился с МУГИСО о том, чтобы разместить сотрудников нового издания в этом же помещении, после чего министерство и прислало «Маяку» письмо с требованием освободить площади. У журналистов «Маяка» это вызывает недоумение, тем более, что они много лет ремонтировали помещение собственными силами. Сам Карамышев утверждает, что просил министерство лишь передать ряд зданий бывшей типографии в муниципальную собственность. После «клича о помощи» на ситуацию обратили внимание в региональном Союзе журналистов и департаменте информационной политики Свердловской области.

ОКТЯБРЬ, 6
Али Феруз
Басманный суд Москвы отказался передать в Мосгорсуд административный иск журналиста «Новой газеты» Али Феруза к Главному управлению по вопросам миграции МВД. Как передает ТАСС, в миграционном деле Феруза есть сведения, содержащие гостайну. Ранее защита Феруза пожаловалась на МВД в Басманный суд из-за отказа ведомства предоставить ему временное убежище в России. Сторона ответчика настаивала на передаче административного дела в Мосгорсуд в связи с тем, что сведения по миграционному делу содержат гостайну. Истец настаивал на рассмотрении иска в районном суде. «В решении, которое мы оспариваем, гостайны нет», - отметил адвокат Даниил Хаймович. Слушание по иску Феруза перенесено на 20 октября. Иск журналиста к МВД был вызван отказом предоставить ему временное убежище в России. 1 августа журналиста задержали в Москве. Вечером в день задержания Басманный суд Москвы постановил принудительно выдворить Феруза из России в Узбекистан, а также оштрафовал корреспондента за нарушение режима пребывания в России. Из-за решения суда о депортации редакция «Новой газеты» обратилась к главе государства с просьбой не допустить высылки своего коллеги из страны. В письме к главе государства обращается также мать Феруза. Она является гражданкой России. Учитывая, в том числе, и этот факт, Совет по правам человека при президенте назвал возможное выдворение корреспондента из страны противоречащим Конституции. В Кремле, однако, комментируя ситуацию, отметили, что в деле есть ряд факторов, не позволяющих «закрыть глаза на ряд нарушений, которые имеют место».

ОКТЯБРЬ, 7
Салимжан Гайсин
В Балакове (Саратовская область) сменилась власть. Исполняющим обязанности главы Балаковского муниципального района стал Александр Соловьев. И вскоре было принято решение избавиться сотрудника муниципальной газеты «Балаковские вести» Салимжана Гайсина. С. Гайсин работал в МАУ ИЦ «Балаковские вести» заместителем редактора. Так как Соловьев не имеет законных прав напрямую уволить Гайсина, он пригласил на беседу директора - главного редактора МАУ ИЦ «Балаковские вести» Сергея Александрова на беседу и дал тому понять, что с коллективом газеты, самой газетой все будет в порядке, если Сергей Алексеевич примет верное кадровое решение. Чтобы не ставить коллектив под удар, С. Гайсин написал заявление об увольнении по собственному желанию с 9 октября.

ОКТЯБРЬ, 7
«Кавказский узел»
В Волгограде на акции оппозиции полицией задержан корреспондент «Кавказского узла». Однако вскоре журналист был отпущен.

ОКТЯБРЬ, 7
СМИ Казани
В Казани в 18.00 начался согласованный пикет в поддержку Алексея Навального. Он проходит в Авиастроительном районе города на площади перед ДК им. Ленина. Он собрал более 200 человек - в основном молодежь, но также есть пенсионеры. Территория, где проходило мероприятие, была отделена специальным ограждением и оцеплена полицейскими. Из всех пришедших на место пикета пустили лишь порядка 30 человек. Не пропустили внутрь и журналистов, при этом один из полицейских заявил представителям СМИ: «Там вам делать нечего!»

ОКТЯБРЬ, 7
Андрей Лошак
В Краснодаре задержали известного журналиста Андрея Лошака. Об этом «Живой Кубани» рассказал адвокат Алексей Аванесян. Как стало известно, в ходе митинга в Краснодаре был задержан Андрей Лошак - российский журналист, репортёр, в прошлом - постоянный автор телепередач из цикла «Профессия – репортёр» на НТВ. Лауреат национальной телевизионной премии ТЭФИ. По словам активистов, Лошак приехал в Краснодар, чтобы снять фильм про сторонников Навального. Известно, о еще одном задержанном журналисте, его имя не называется.

ОКТЯБРЬ, 7
Илья Давлятчин
В Санкт-Петербурге охрана ТРЦ «Галерея» с применением силы задержала корреспондента «Росбалта» Илью Давлятчина в ходе акции сторонников оппозиционера Алексея Навального. Не представившийся сотрудник «Галереи» заломил Илье Давлятчину руки во время исполнения журналистом профессиональных обязанностей. После этого он силой отвел его в подсобное помещение, несмотря на то, что корреспондент неоднократно говорил, что он работник СМИ. Позднее неизвестный обвинил корреспондента в провокации, а также краже бейджа СМИ и пообещал вызвать сотрудников полиции. Правоохранители, однако, на место не приехали, после чего примерно в 20:30 сотрудника «Росбалта» отпустили на свободу. Ранее ТРЦ «Галерея» был закрыт во время акции сторонников Навального. Причиной этого, по предварительным данным, является сообщение о минировании.

ОКТЯБРЬ, 7
Анатолий Мальцев
Давид Френкель
В Санкт-Петербурге охрана на акции в поддержку Навального задержаны журналисты, освещавшие мероприятие. Среди задержанных - фотограф Европейского фотоагентства Анатолий Мальцев и фотограф «Медиазоны» Давид Френкель. Причем Френкель при задержании был избит. Журналисты имели опознавательные знаки - нарукавники от Союза журналистов, на которых крупными буквами написано «пресса».

ОКТЯБРЬ, 7
Андрей Киселев
Беата Бубенец
Соня Гройсман
Роман Вдовиченко
Ростислав Богушевский
Илья Горшков
В Москве после окончания митинга оппозиции полиция задержала нескольких журналистов. Об этом сообщил правозащитный сайт ОВД-Инфо. «Среди задержанных два корреспондента Радио Свобода Андрей Киселев и Беата Бубенец и два журналиста «Дождя» и еще одиннадцать человек», - сообщили там. Известна личность одного из задержанных журналистов «Дождя» – это Соня Гройсман. Также были задержаны журналисты Life Роман Вдовиченко и корреспонденты издания Daily Storm Ростислав Богушевский и Илья Горшков. Также, есть информация и о задержании журналиста «Открытой России». Журналистов задержали после разгона митинга на Манежной площади. В это время они двигались от Манежной площади к ОВД «Китай-город», куда поместили задержанных ранее людей.

ОКТЯБРЬ, 9
Михаил Печерский
Алексей Псковитин
Суд прекратил дело по иску банкира Олега Тинькова о защите чести и достоинства к авторам Youtube-канала Nemagia Михаилу Печерскому и Алексею Псковитину. При этом судья сняла запрет на распространение ролика блогеров об основателе «Тинькофф банка», который и стал поводом для судебного разбирательства. Центральный районный суд Кемерова принял решение о прекращении дела на основании заявления Тинькова об отказе от иска, сообщает ТАСС. Суд также отменил принятые обеспечительные меры в виде запрета на распространение видео и блокировки ссылки на него. Еще до вынесения судебного решения Роскомнадзор решил заблокировать скандальный ролик. «В связи с тем, что производство по делу прекращено, удовлетворено ходатайство стороны (истца. - Прим. NEWSru.com) об отмене обеспечительных мер, принятых судом 30 августа по ходатайству Тинькова», - отметила судья Исакова. Представители Тинькова подтвердили во время заседания, что поддерживают направленное заявление. Причины отказа от требований они не уточнили, а также отказались от комментариев. Сам банкир и блогеры не присутствовали на заседании.

ОКТЯБРЬ, 9
Даниил Кузнецов
В Ярославле полиция задержала корреспондента «7x7» Даниила Кузнецова в здании областного суда якобы за то, что он вел неразрешенную судьей видеосъемку процесса над задержанными сторонниками политика Алексея Навального. Полицейский требовал удалить аудиозапись заседания и пытался изъять у него телефон, а когда Кузнецов отказался отдавать технику, его отвезли в РОВД. Претензии к журналисту возникли у сотрудника, который представился старшим оперуполномоченным Чижовым. «Придумал повод, что у меня якобы, может, краденый телефон, - рассказал Кузнецов. - Чижов заявил, что я вел видеосъемку. При этом телефон лежал во внутреннем кармане куртки, видеозапись я не вел. Пресс-секретарь областного суда Наталья Сарбунова в комментарии «7x7» рассказала, что, по ее сведениям, к журналисту подошли сотрудники полиции и попросили удалить «сюжет, который он якобы снимал». После чего они посадили его в служебную машину и увезли. В Кировском РОВД дежурный офицер, старший лейтенант Вьюгин, пояснил «7x7», что «не обязан» сообщать по телефону данные о том, кого доставили в отделение. В 21:09 Кузнецова отпустили. Он отказался подписывать объяснение. «Пришлось отдать полицейским свой телефон, чтобы они проверили IMEI (International Mobile Equipment Identity - международный идентификатор мобильного оборудования), - сообщил он.

ОКТЯБРЬ, 9
«Деловой Петербург»
«Эхо Москвы в Петербурге»
«Авторадио»
«ГПМ-Радио»
В Санкт-Петербурге в бизнес-центр River House на ул.Академика Павлова поступил звонок с сообщением об угрозе взрыва. В этом здании находятся редакции «Делового Петербурга», «Эха Москвы в Петербурге», «Авторадио» и «ГПМ-Радио». В БЦ River House также расположен торговый центр, кафе и рестораны. Очередная волна звонков о минировании в Петербурге затронула почти два десятка торговых и бизнес-центров. В их числе оказался и Дом Зингера на Невском, где находятся «Дом книги» и офис компании «ВКонтакте». Кроме того, эвакуированы из-за угроз были и ряд комитетов Смольного: комитет по финансам, комитет по транспорту и комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, комитет по потребительскому рынку, жилищный комитет, комитет по спорту, по здравоохранению и строительный комитет.

ОКТЯБРЬ, 9
Издательство «Наука»
Неизвестные бросили бутылку с воспламеняющейся жидкостью в подвал типографии издательства «Наука» в центре Москвы, сообщил ТАСС источник в правоохранительных органах. «Представитель руководства типографии издательства «Наука» сообщил, что неизвестный пытался поджечь подвал типографии в Шубинском переулке, дом 6», - сказал собеседник агентства. Прибывшие на место полицейские установили, что ночью неизвестный бросил бутылку с неустановленной жидкостью в окно подвального помещения типографии. «В результате произошло возгорание на площади 2 кв. метра, оно было потушено в течение 10 минут», - отметил собеседник агентства. Издательство «Наука» было основано в 1923 году, оно специализируется на издании научных книг и журналов.

ОКТЯБРЬ, 9, 12
Агзам Шарафиев
В поселке Исеть под Екатеринбургом 12 октября прошли похороны главного редактора газеты «Егоршинские вести» Агзама (Александра) Шарафиева, скончавшегося в ночь на 9 октября в Свердловской областной клинической больнице №1. 61-летний Агзам Шарафиев был абсолютно здоров - никто не верит в его смерть от инфекции. Шарафиев первым на Урале создал независимую газету (в этом году его «Егоршинским вестям исполняется 25 лет). «Он построил бизнес на правде, хотя сегодня это не всем понятно», - говорит замдиректора уральского филиала «Российской газеты» Елена Овчинникова. Что случилось с Шарафиевым - непонятно: ни диагноз, ни точная причина смерти пока не установлены. Все вспоминают, что еще за день до больницы он чувствовал себя совершенно нормально, а за два месяца до этого прошел полную диспансеризацию, которая показала, что он «здоров, как бык». Даже в день госпитализации он мог ходить. В медицинских документах фигурировала некая инфекция, но коллеги и родные склонны считать, что редактора отравили. Многие связывают смерть Шарафиева именно с его профессиональной деятельностью, вспоминая, что полгода назад возле ворот его дома кто-то установил растяжку с гранатой. «Он совершенно не испугался - спокойно рассказывал детали, как и что было, - вспоминает член правления Союза журналистов Свердловской области Сергей Плотников. - Я не стал спрашивать, будет ли он продолжать дальше свою деятельность - знал, что этот вопрос может его обидеть». Родные и коллеги отмечают, что у принципиального Шарафиева было немало врагов. «Все вороватые чиновники его боялись, они вздрагивали при упоминании его фамилии, зная, что об их проделках будет напечатано в газете, - говорит один из его коллег. - Каждый номер ждали - что в нем будет?». «Очевидно, что его хотели запугать или убрать с дороги, - уверена сотрудница «Российской газеты» Анна Мясникова. - Но вы посмотрите, сколько людей пришло попрощаться с ним! Все они будут продолжать его дело». «Было много угроз, нападений, дважды мы увозили детей из города, - вспоминает супруга погибшего, главный редактор газеты «Вечерний Карпинск» Татьяна Шарафиева. - Но мы принимали это как должное, понимая, что такой у него характер, что он не отступится». Судебно-медицинская экспертиза о причинах смерти пока не готова - родственники очень надеются, что их с ней ознакомят. Конкретных подозрений в причастности кого-либо в покушении на жизнь Шарафиева никто не озвучивает. Однако, по данным «URA.RU», сотрудники следственного комитета уже провели в Артемовском ряд допросов в рамках уголовного дела, возбужденного еще в марте 2017 по факту обнаружения гранаты возле его дома. «URA.RU» будет следить за ходом расследования.

ОКТЯБРЬ, 10
Михаил Малахов
В Краснодаре администратора паблика «Радикальные мечтатели» во «ВКонтакте» Михаила Малахова вызвали в прокуратуру из-за записи в социальной сети с отрывком из книги Николая Носова «Незнайки на Луне». Об этом сообщает «Открытая Россия». Блогеру сообщили, что в ведомство поступило заявление с просьбой проверить пост на экстремизм: не разжигает ли этот отрывок ненависть к полицейским. Пост со скриншотом цитаты из 31-й главы книги «Незнайка на Луне» был опубликован еще в марте. В нем есть, например, такая фраза: «По-настоящему, обязанность полицейских – защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают». Малахов, по его словам, был обескуражен и даже переспросил следователя, действительно ли тот хочет получить объяснение по отрывку из детской сказки. На что тот ответил, что в этом разберется лингвистическая экспертиза. Следователь не уточнил, заведено ли дело и в каком статусе он собирается беседовать с Малаховым. Блогер сообщил, что придет на беседу с адвокатом. Михаил Малахов занимается тем, что помогает людям получать неустойки от застройщиков через общество по защите прав потребителей. Кто мог написать на него заявление, он не знает. В оппозиционных митингах мужчина никогда не участвовал и даже наоборот, писал статьи для «антимайданов». Его публикации появлялись на телеканалах Russia Today и «Лайф». Позднее прокуратура Краснодарского края опровергла сообщения о вызове на допрос Михаила Малахова. Как сообщили «Медузе» в пресс-службе краевой прокуратуры, после появления в СМИ сообщений о вызове Малахова на допрос они обзвонили все районные прокуратуры. Ни в одной из них о Малахове не слышали, на опрос не вызывали и претензий не имеют, заявили собеседники «Медузы».

ОКТЯБРЬ, 10
Юлия Латынина
Полиция возбудила уголовное дело об умышленном уничтожении имущества после поджога машины журналиста Юлии Латыниной. О возбуждении дела после происшествия в «новой Москве» сообщила представитель МВД Ирина Волк. Источник «Интерфакса» пояснил, что речь идет именно о машине Латыниной. Волк заметила, что дело возбуждено по результатам проверки, но не уточнила, когда именно началось производство. Поджог машины произошел 3 сентября. По словам представителя МВД, полиция устанавливает причастных к поджогу лиц. Есть ли в деле конкретные подозреваемые, не уточняется. После поджога машины Латынина объявила, что уезжает из России. До этого в июле 2017 года кто-то облил дом журналистки неизвестным веществом с едким запахом.

ОКТЯБРЬ, 10
Илле Иванов
Эруард Мочалов
Европейский суд по правам человека объединил жалобы журналиста Илле Иванова и редактора газеты «Взятка» Эруарда Мочалова в одно дело и коммуницировал их, сообщает Информационно-аналитический центр «Сова». Иванов оспаривает вынесенный ему в 2013 году приговор за статью «Покажи мне свой язык, и я скажу - кто ты» в газете «Взятка». Его осудили по статье 282.1 УК РФ («Возбуждение ненависти по признакам национальности, языка и происхождения, совершенные с использованием СМИ»). Тогда суд назначил журналисту наказание в виде 300 часов обязательных работ, но Иванов был освобожден от выполнения в связи с истечением сроков давности. Эдуард Мочалов заявлял, что является автором статьи, а Иванов лишь отредактировал ее. Он оспаривал решение о признании текста экстремистским. Редактор также жаловался на необоснованное прослушивание его телефонных переговоров, якобы по подозрению в организации деятельности экстремистского сообщества. ЕСПЧ задал российским властям ряд вопросов в связи с этими жалобами. Не явился ли запрет статьи нарушением права автора или соавторов статьи на свободу выражения мнения (статья 10 Европейской конвенции)? Был ли этот запрет необходимым в демократическом обществе, учитывая ситуацию в регионе, в частности, с лингвистическими правами национальных меньшинств? Могла ли публикация статьи привести к насилию или другим опасным последствиям? Была ли проведена лингвистическая экспертиза? Кроме того, суд спросил, было ли установлено авторство Иванова? Не нарушило ли статью 10 Конвенции его преследование по статье 282 УК РФ и прослушивание его телефонных переговоров, учитывая его политические взгляды и журналистскую деятельность? В связи с жалобой Мочалова суд также задал российским властям вопрос. Были ли достаточно вескими основания подозревать его в организации экстремистского сообщества? По версии следствия, оно пропагандирует пан-тюркизм, сепаратизм и национальное превосходство в связи с деятельностью Ассамблеи народов Поволжья и Урала. На этом основании телефонные разговоры Мочалова и Иванова прослушивались.

ОКТЯБРЬ, 10
Жалауди Гериев
Защита корреспондента «Кавказского узла» Жалауди Гериева оспорила отказ в передаче дела журналиста для рассмотрения в кассационной инстанции Верховного суда России. Только Вячеслав Лебедев теперь вправе решить вопрос о передаче дела в ВС для рассмотрения по существу, отметил адвокат Алауди Мусаев. Как информировал «Кавказский узел», защита Гериева в Верховный суд России направила две кассационные жалобы, требуя устранить нарушения, допущенные чеченскими судами, и вернуть дело на рассмотрение в суд первой инстанции. Однако 31 июля судья Верховного суда России отказал в рассмотрении этих жалоб в кассационной инстанции. 28 декабря 2016 года Верховный суд Чечни оставил без изменения приговор Жалауди Гериеву, которого 5 сентября 2016 года Шалинский райсуд приговорил к трем годам колонии по обвинению в хранении марихуаны. Защита настаивает на незаконности приговора. 5 апреля 2017 года президиум Верховного суда Чечни также оставил без изменения приговор Гериеву, при этом исключив из постановления обвинение в незаконном приобретении наркотиков в особо крупном размере. 10 октября адвокаты Алауди Мусаев и Надежда Ермолаева подали жалобу на имя председателя Верховного суда России Вячеслава Лебедева с просьбой отменить постановление судьи ВС от 31 июля 2017 года, согласно которому отказано в передаче кассационной жалобы в президиум Верховного суда России по уголовному делу в отношении корреспондента «Кавказского узла» Жалауди Гериева. «Мы подали жалобу на имя председателя Верховного суда Лебедева с просьбой отменить постановление судьи Верховного суда России... передать кассацию для обжалования в президиум Верховного cуда, потому что оно абсурдно», - заявил адвокат Алауди Мусаев. По его словам, постановление судьи ВС «абсолютно не опровергает ни один из доводов жалобы кассационной». «Конечно, Верховный суд – один на всю страну и не может рассмотреть по существу все поступающие кассационные жалобы, а их поступает в Верховный суд более 5 тысяч в год со всей России! И всего 20 судей, которые их могут рассмотреть. Они физически не могут прочитать все, как следует, а не то чтобы обратить на важное дело внимание. У них - просто конвейер», - полагает защитник. В жалобе на имя Лебедева адвокаты Алауди Мусаев и Надежда Ермолаева указывают, что президиум Верховного суда Чечни при рассмотрении уголовного дела Жалауди Гериева в порядке кассации оставил без внимания и оценки всю доказательную базу и приведенные доводы стороны защиты. Также их проигнорировал судья ВС, полагают защитники Гериева. «Судья... отписываясь от кассационных жалоб, закрыл глаза даже на такие безусловные основания для отмены любого судебного решения, как отсутствие в тексте решения указания на доказательства, исследованные в судебном заседании», - говорится в жалобе, копия которой имеется в распоряжении «Кавказского узла».

ОКТЯБРЬ, 11
Татьяна Петрова
Тбилисский районный суд (Краснодарский край) вынес решение о восстановлении на работе корреспондента районной газеты «Прикубанские огни» Татьяны Петровой. Руководство редакции, подавшее иск об увольнении сотрудницы за ненадлежащее выполнение ею должностных обязанностей, не предоставило в судебное заседание документы, подтверждающие проступки журналистки Петровой. В разговоре с корреспондентом ФЗГ по Южному федеральному округу редактор газеты «Прикубанские огни» Светлана Синцарева пояснила, что, к сожалению, своевременно не фиксировала документально нарушения трудового законодательства, допущенные подчиненной, а потому и не смогла обосновать в суде свои требования. Татьяна Петрова уверена, что с приходом нового редактора она попросту оказалась не ко двору, и что новое руководство использовало любые формальные поводы, чтобы уволить ее по статье. На сайте официального печатного органа Тбилисского района о журналистке Татьяне Петровой сказано буквально следующее: «Корреспондент-фотокорреспондент Татьяна Петрова – член Союза журналистов России, член фотоклуба «Колос». Более десяти лет работает в редакции. Мастер репортажной и художественной съемки. Освещает спорт, криминал, казачество и военно-патриотическое воспитание, пишет о людях села и их проблемах. Член Союза журналистов России. Участница, лауреат и победитель конкурсов». Публичная характеристика, размещенная на сайте, наверняка с ведома руководства редакции, явно расходится с оценкой работы Татьяны, данной руководством редакции корреспонденту ФЗГ. «Даже после того, как суд вынес решение в мою пользу, я не могла попасть на свое рабочее место. Руководство редакции заявило, что пока у них не будет на руках решения суда, в редакцию меня не допустят. Пришлось прибегнуть к помощи судебных приставов, чтобы начать работать. А то ведь напишут, что отсутствовала на рабочем месте», - не скрывая возмущения, заявила в телефонной беседе Татьяна Петрова. С горечью она посетовала на то, что разговоры о создании профсоюза журналистов на Кубани остались пустым звуком, и что в подобных ситуациях журналисту не к кому обратиться за юридической помощью и защитой. Кстати, Татьяна Петрова является опекуном двух малолетних детей, выплачивает кредит. Однако и эти обстоятельства не были взяты коллегами в расчет при предъявлении к ней иска. В завершение разговора Петрова сказала, что после того, как ее восстановили на работе по суду, она намерена сама подать заявление об увольнении по собственному желанию. Она считает, что работа в редакции – это коллективный труд единомышленников, а не сведение счетов.

ОКТЯБРЬ, 11
Ирина Горбачева
В Пензе ночью совершено нападение на редактора «Первого пензенского портала» Ирину Горбачеву. По ее словам, инцидент произошел в доме на Западной поляне, в котором она проживает, в среду вечером. «До подъезда проводил знакомый. Там на меня напал мужчина не славянской внешности с похожим на заточку предметом в руке, находившийся явно в неадекватном состоянии. Возможно, был пьян. Он приставил мне заточку к горлу, а затем провел ей по лицу», - рассказала Ирина Горбачева. - На крик прибежал мой знакомый, который не успел далеко уйти. Мы скрутили нападавшего. Потом приехала полиция и задержала мужчину».

ОКТЯБРЬ, 11
Максим Бородин
УМВД РФ по Екатеринбургу проведет проверку по факту нападения на журналиста РИА «Новый день» Максима Бородина. Как сообщили Znak.com в пресс-группе полиции города, сам журналист по факту нападения в органы не обращался. Однако в УМВД информацию о нападении передали из травмопункта, куда за помощью обратился Бородин. Медики сообщили, что у Бородина диагностирован «ушиб волосистой части головы». «В настоящее время будет организована проверка, по итогам которой будет принято процессуальное решение. Более подробной информации пока нет, сотрудники готовятся вызвать его для опроса», - сообщили в полиции. О нападении на журналиста стало известно вечером. О произошедшем Максим Бородин написал на своей странице в Facebook. По его словам, неизвестные ударили его по голове железной трубой после того, как он дал интервью телеканалу «Дождь» про свое расследование в отношении поклонников императоров Николая II и Натальи Поклонской под названием «Секта царебожников». Журналист не исключил, что события связаны между собой напрямую. Также журналист известен как автор пародии на документальный фильм православного активиста Сергея Алиева «Ложь Матильды». Известно, что после выхода пародии Алиев попросил проверить пародийное видео на экстремизм, а за день до нападения обещал обрушить на него «все небесные кары». Вокруг фильма «Матильда» о добрачной связи Николая II c балериной Матильдой Кшесинской режиссера Алексея Учителя кипят страсти с начала года. Православные по главе с депутатом Госдумы Натальей Поклонской выражают свое возмущение по поводу картины, поскольку считают, что она оскорбляет образ царя, канонизированного церковью.

ОКТЯБРЬ, 11
Михаил Лобанов
И.о. председателя Дзержинского районного суда Перми Ирина Бойкова к 11 октября не ответила на запрос собкора ФЗГ в установленный законом 30-дневный срок. Но главное – на официальном сайте этого суда так и не появилась ранее удаленная информация об административном наказании, назначенном для АО «ПЗСП» местного лидера «Единой России» Николая Демкина. Запрос был направлен 11 сентября по электронной почте в порядке ст.ст. 38, 47 Закона РФ «О СМИ», ст.18 Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». В обращении сказано: «Дзержинский районный суд Перми под председательством судьи Новоселовой Д.В. рассмотрел 03.08.2017 года дело № 5-356/2017 об административном правонарушении по ст. 18.15 ч. 3 КоАП РФ в отношении АО «ПЗСП». До начала судебного процесса информация об этом деле была размещена на официальном сайте Дзержинского районного суда Перми в ГАС РФ «Правосудие». Затем там же был показан результат рассмотрения, но судебный акт не опубликован. На сегодня вся информация о данном деле на сайте ГАС РФ «Правосудие» отсутствует, вероятно, удалена. Сообщение о назначенном АО «ПЗСП» административном штрафе в 300 тыс. рублей было размещено в СМИ и вызвало общественный интерес». И.о. председателя райсуда И. Бойковой было предложено предоставить информацию о причинах отсутствия и вероятном удалении с сайта ГАС РФ «Правосудие» сведений по делу в отношении АО «ПЗСП», принятых мерах о восстановлении этих сведений, включая публикацию судебного акта. Поскольку И. Бойкова предпочла не отвечать на запрос, остается предположить – удаление информации по делу об административном правонарушении связано с личностью гендиректора и совладельца АО «ПЗСП» Николая Демкина. Он совмещает бизнес с партийной должностью начальника всех пермских единороссов. Сведения о том, как частное строительное предприятие нарушает российское законодательство об использовании иностранной рабсилы, похоже, не укрепляют репутацию «партии власти» и ее провинциального вождя. О гласности судопроизводства, необходимости отвечать на запрос журналиста и гражданина орган судебной власти не вспомнил.

ОКТЯБРЬ, 12
СМИ Калининграда
Опубликовано обращение калининградских редакторов и издателей в связи с давлением на прессу: «Уважаемые коллеги, друзья, калининградцы! В нашей области в последние годы происходят события, каждое из которых в отдельности затрагивает жизнь, здоровье, безопасность и свободу конкретных редакторов, издателей, журналистов, но все вместе - образуют всё более заметную и действенную систему преследования журналистского сообщества за профессиональную деятельность. В ответ на критику власти или предприятий, тесно связанных с властью, в адрес представителей СМИ сначала раздаются угрозы, а чиновники, используя свои служебные полномочия, публично заявляют, что будут всячески препятствовать работе неугодных средств массовой информации. И, хотя в Конституции России записано, что подобные действия недопустимы и должны наказываться по закону, прокуратура, как правило, никак не реагирует на произвол чиновников, стараясь не замечать происходящего. Типографии без какого-либо основания отказываются печатать независимые, зарегистрированные в полном соответствии с законом СМИ, расторгая уже заключенные и тщательно исполняемые договоры по звонку свыше. К разборкам с журналистами активно подключаются и правоохранительные органы, и суды, и криминал - используется весь арсенал средств давления на свободные СМИ, чтобы запугать их, заткнуть им рот. Полиция выискивает «экстремизм» в их материалах и заводит сфабрикованные уголовные дела, ограничивая свободу передвижения подозреваемых и таская их на бесконечные допросы. Суды защищают «честь и достоинство» коррумпированных чиновников, требуя от СМИ опровержений и накладывая на них в целом и на авторов материалов в частности разорительные штрафы. Бандиты по ночам жгут личный автотранспорт журналистов, среди бела дня совершают нападения на них: бьют кастетами, арматурой, ножами. И полиция, как ни странно, почти никогда не находит преступников. А если нападавших всё же удается опознать и задержать, то они счастливо избегают наказания. Фактически против независимых и оппозиционных журналистов в области развязан тихий террор. Тихий - потому что обо всем этом рассказывают лишь отдельные региональные СМИ и ни слова - телевидение. Власть вообще делает вид, что ничего не происходит - таким образом выступая как минимум молчаливым соучастником гонений и расправ над издателями и журналистами и поощряя преступников, которые чувствуют себя безнаказанными. На этом фоне уже не кажется удивительным, что высокопоставленный представитель региональной власти, публично обвиненный в причастности к заказному покушению на убийство редактора калининградской газеты, спокойно продолжает занимать свой пост. В связи с нездоровой ситуацией, сложившейся в Калининградской области с защитой прав и законных интересов журналистов, мы обращаемся ко всем коллегам (просьба не путать журналистов и пропагандистов: работа последних - обслуживать власть во всех ее ипостасях), независимым СМИ, для кого непреложной ценностью является свобода, открыто выражать своё мнение. Мы считаем, что не только не имеем права молчать, когда чиновники, правоохранительные органы, прокуроры, суды и бандиты угрожают безопасности журналистов, но и четко осознаём, что наше право и наша обязанность - сохранить в Калининградской области независимую журналистику. Призываем всех, кто согласен с серьёзностью сложившейся ситуации, отбросить разногласия и поставить свою подпись под этим меморандумом о журналистской взаимопомощи. Лишь объединившись, лишь вместе мы способны сохранить независимость СМИ. Ваша подпись будет означать, что, если возникнет угроза свободе, жизни, безопасности, здоровью коллеги, вы готовы встать на его защиту и протянуть руку помощи». Документ подписали Игорь Рудников, Арсений Махлов, Борис Образцов, Алексей Шабунин, Константин Рожков, Ольга Ноянова.

ОКТЯБРЬ, 12
Виктория Чистякова
Заместитель председателя Советского райсуда Уфы Флюза Фаизова заставила без всяких объяснений и оснований покинуть зал судебного заседания корреспондента газеты «КоммерсантЪ – Башкортостан» Викторию Чистякову. Об этом написала в своем Facebook-аккаунте главный редактор газеты Наталья Павлова: «Зампредседателя Советского суда Уфы по уголовным делам удалила без объяснения причин нашего корра судебной практики из зала. Предварительно, правда, возмутилась, что корреспондент ведет диктофонную запись, что разрешено ГПК и УПК. В суде рассматривалось ходатайство следователя об отстранении начальника управления капстроительства Уфы от должности. На вопрос корреспондента о причинах решения суда судья сказала: «Суду вопросы не задают».

ОКТЯБРЬ, 13
Кристина Оленёва
Корреспондента издания «Москва 24» Кристину Оленёву уволили после публикации статьи «Пыль и углекислый газ в общественном транспорте Москвы». Фотожурналист и инженер Виктор Борисов 4 октября опубликовал в своем блоге исследование воздуха в общественном транспорте. Выяснилось, что на Арбатско-Покровской и Кольцевой линиях, а также на МЦК норма углекислого газа в вагонах превышена почти в два раза. Оленёва заинтересовалась исследованием, и в ночь на 13 октября с разрешения главного редактора «Москвы 24» Василия Гулина, шеф-редактора и замглавреда публикация появилась на сайте издания. «Потом, в 16 часов примерно, ко мне подходит Василий Гулин и просит пройти с ним в кабинет поговорить. Начинает разговор с того, что я не умею писать (притом что я на «Москве 24» уже к тому моменту полгода отработала и у меня просмотров за 300 тысяч было за статьи, до этого год на RT работала). И попросил меня написать заявление по собственному желанию. Я спросила, связана ли его просьба со статьей, на что мне ответили: «Чтобы в среду вас здесь не было», - рассказала журналистка. Главный редактор сайта «Москва 24» Василий Гулин отрицает политические мотивы увольнения одной из сотрудниц издания Кристины Оленёвой. Об этом он заявил в интервью радиостанции «Эхо Москвы». По словам Гулина, материал удалили, потому что он был не готов для публикации, а сама журналистка плохо справлялась со своими служебными обязанностями. «Абсолютно профессиональная внутренняя история, вообще не знаю, зачем ее вытаскивать и полоскать. Речь идет исключительно о профессиональных качествах журналистки. Человек просто путал консистенцию с концентрацией, и это уже не первый раз, давно уже были вопросы по качеству работы. Я не видел статью в готовом виде, и она не была готова к публикации, как мы потом разобрались. Она по ошибке вылетела, потому что фактура там была дырявая, там ни комментариев не было, ничего. Тут и говорить не о чем», - сказал Гулин.

ОКТЯБРЬ, 13
Радио «FM-Биробиджан»
В столице Еврейской автономной области Биробиджане возбуждено уголовное дело по факту обстрела радиостанции «FM-Биробиджан», сообщает корреспондент Vostok.Today. Инцидент произошел еще 2 октября. В тот день хулиганы расстреляли из пневматического оружия окна в офисном здании, где находится радиостанция. Тогда уголовное дело возбуждать не стали. По этой причине прокуратура внесла представление, которое и было исполнено. Сейчас сотрудники правоохранительных органов занимаются расследованием дела по статье «Хулиганство». Самих нарушителей пока не нашли.

ОКТЯБРЬ, 15
Юлия Латынина
Вещество, которым минувшим летом неизвестные опрыскали дом журналиста Юлии Латыниной, было смертельно опасным. Дом российской журналистки Юлии Латыниной и ее пожилых родителей был облит веществом, которое представляет «высокую степень опасности для жизни и здоровья человека», свидетельствуют результаты экспертизы, заказанной «Новой газетой». В «Новой газете», обозревателем которой является Латынина, считают, что нападение на ее дом является не актом хулиганства, а «жестокой акцией, совершенной общественно опасным способом». В частности, специалисты выявили в использованной для атаки жидкости диметилформамид (ДМФА) и высокомолекулярные фталаты. Смертельная доза вещества составляет 10 граммов, пишет издание. Это яд, который действует на почки, печень и легкие. По словам Латыниной, вскоре после атаки ее мама заболела воспалением легких. Для ее возраста это могло закончиться смертельным исходом. Спустя месяц после этого инцидента у Латыниной сожгли машину. После чего она приняла решение вместе с семьей покинуть Россию.

ОКТЯБРЬ, 15
Издание «7×7»
Руководство Валаамского монастыря (Республика Карелия) объявило «нежелательным» присутствие на острове участников тура, организованного журналом «7×7». Как сообщает издание, в блог-туре «Валаамский архипелаг: люди, государство, РПЦ» принимали участие 10 человек. 14 октября они прибыли на остров в сопровождении корреспондента «7×7» Глеба Ярового и его отца, карельского историка Олега Ярового. Участники тура заселились в одну из гостиниц. Однако вскоре после того, как туристы заняли номера, управляющий гостиницы заявил, что настоятель Валаамского монастыря епископ Панкратий распорядился не заселять участников блог-тура и сообщил, что их присутствие «нежелательно на острове». В остальных гостиницах на острове (все они принадлежат монастырю, уточняет «7×7»), уверял администратор, мест нет. Позже, сообщает издание, выяснилось, что места в гостиницах были. В беседе с журналистом «7×7» Глебом Яровым представители администрации монастыря пояснили, что туристов отказались селить в гостиницу из-за того, что официально туристический сезон закончен, и в отеле теперь живут рабочие. В частной беседе глава службы безопасности монастыря отец Евдоким объяснил, что проблема в том, что организаторы тура «заранее не сообщили о своем приезде». «Мы ехали не в монастырь, а на остров Валаам - поэтому неясно, почему должны были предупреждать о своем визите», - сказал Глеб Яровой. Группа провела на острове несколько часов и успела посетить некоторые связанные с тематикой блог-тура места острова, а затем уехала в город Сортавала. Издание «7×7» в начале 2017 года опубликовало масштабное расследование о бизнесе на острове Валаам, который приносит Валаамскому монастырю значительную прибыль.

ОКТЯБРЬ, 16
Егор Алексеев
Активист томского комитета «Рот-Фронт» (Российский объединенный трудовой фронт) Егор Алексеев исчез в неизвестном направлении. Об этом сообщается в группе партии ВКонтакте. Скрылся он накануне судебного заседания, где ожидалось, что ему будет вынесен приговор. Обвиняется Егор по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти или вражды по отношении к лицам из социальной группы «сотрудники полиции»). Дело это расследовалось около трех лет и лишь недавно дошло до суда. По версии следствия, 20-летний в то время Егор Алексеев разместил на своей странице ВКонтакте видеоролик «Анархисты Антифашисты», сопровождаемый песней коллектива «The Crhryme Scene» под названием «Звуки Революций». Как установила судебно-лингвистическая экспертиза, ролик этот содержит высказывания, оскорбляющие и уничижающие стражей порядка, призывающие к насильственным действиям по отношению к ним и т.п. Сам обвиняемый утверждает, что никакого ролика не размещал, да и не был в то время зарегистрирован в соцсетях, что подтверждают его однопартийцы, и не только они. В марте 2015 депутат областной Законодательной Думы Антон Шарыпов, знающий эту ситуацию, рассказал агентству новостей ТВ2: «За несколько дней до Нового года в квартиру, где проживал Егор, в седьмом часу утра ворвались сотрудники Центра по противодействию экстремизму. Подозревали его в размещении видеоролика в социальной сети. Он был избит. Молодые парни, которые проживали с ним в квартире, также подверглись избиению. Им тоже предлагали подписать какие-то документы, от чего они все отказались. Есть зафиксированные следы побоев, которые засвидетельствованы в специальном учреждении». Тем не менее, Алексееву было предъявлено обвинение, прокуратура утвердила обвинительное заключение, гособвинитель попросил суд приговорить его к двум годам колонии - поселения. Ленинский районный суд Томска 5 октября 2017 года заочно арестовал Егора и объявил его в федеральный розыск. Как пишут ВКонтакте его соратники, «всё уголовное дело само по себе высосано из пальца, просто потому, что органам надо ловить экстремистов, а если их нет, то надо выдумать». По словам «рот-фронтовцев», «чтобы арестовать Егора, полицейские и ФСБшники провели штурм квартиры, со вскрытием дверей, выбиванием окон, масками и пиротехникой». По мнению информационно-аналитического Центра «Сова», высказывания в песне «Звуки революций» (вне зависимости от того, кем была она размещена на странице ВКонтакте), следовало бы квалифицировать по статье 280 УК РФ («Публичные призывы к экстремистской деятельности»), а не 282., поскольку эта статья «должна защищать от проявлений ненависти к представителям уязвимых групп населения, а не сотрудников правоохранительных органов, для защиты которых в УК предусмотрены другие статьи». Кроме того, полагают в Центре, «неясное понятие социальной группы является источником для злоупотреблений и должно быть исключено из состава антиэкстремистских статей».

ОКТЯБРЬ, 16, 18
Екатерина Винокурова
В Москве полиция отказалась возбуждать уголовное дело об угрозах убийством по заявлению корреспондента издания Znak.com Екатерины Винокуровой. Копию постановления Винокурова опубликовала в своем телеграме. Винокурова пожаловалась, что 14 августа пользователь «Кертис Дэвис» в Facebook написал ей: «Ты скажи спасибо, что пока только пишут. Если фильм выйдет, жди отвертки в бок в темное время суток в Измайловском районе». Журналистка проживает в Северном Измайлове. Винокурова считает, что угрозы связаны с фильмом «Матильда», после статей, освещающих развернувшийся вокруг него скандал. Участковый Дмитриев ответил ей, что установить принадлежность страницы, с которой исходили угрозы, конкретному лицу, не удастся из-за отсутствия данных. Кроме того, по мнению полицейского, угрозы «носили «виртуальный» характер и не могут быть восприняты реально». Участковый также заявил, что больше никаких угроз Винокуровой не поступало, хотя он вряд ли располагает подтверждением своих слов. «Когда будут сажать за «лайки», ссылайтесь», - предложила журналистка. 18 октября полиция все-таки возбудила дело по статье 119 УК РФ («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью») из-за угроз в адрес Екатерины Винокуровой. В МВД заявили, что дело возбуждено «по результатам проведения дополнительной проверки по заявлению журналиста одного из изданий». Источник РИА Новости сообщил, что речь идет именно о Винокуровой.

ОКТЯБРЬ, 16
Глеб Пайкачев
Издание 63on.ru
Журналист из Воронежа обратился в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с жалобой на нарушение своего права на свободу выражения мнения. Он не смог осветить резонансный судебный процесс из-за того, что суд - по мнению журналиста, необоснованно - принял решение провести разбирательство в закрытом режиме. Возможности обжаловать такое постановление суда российское законодательство не предусматривает, лишая журналиста эффективной правовой защиты, говорится в жалобе. Эксперт отмечает распространение практики необоснованного закрытия разбирательств, хотя Верховный суд подчеркивает необходимость мотивировать такие решения. Жалобу в ЕСПЧ журналист регионального интернет-портала «7х7» Глеб Пайкачев подал после того, как не смог попасть на судебное заседание в Воронеже. Районный суд закрыл для прессы процесс по резонансному делу: иск о защите чести и достоинства к региональному изданию 63on.ru подал майор полиции Евгений Младов. Издание опубликовало информацию о том, что господин Младов якобы избил жителя Воронежской области, который на машине подрезал на трассе автомобиль его отца. По ходатайству представителя истца суд принял решение провести разбирательство в закрытом режиме и не допустил в зал журналистов. Это решение, как говорится в жалобе в ЕСПЧ, воронежский суд мотивировал тем, что в ходе процесса будут обнародованы персональные данные истца (его адрес и место работы, номер автомобиля его отца), указав также на «характер спора», возникшего якобы именно из-за распространения сведений о частной жизни майора. Доводы адвоката ответчика о том, что процесс является общественно значимым «в связи с возможным нарушением права СМИ на свободу слова», а также о том, что данные истца и так уже были опубликованы в СМИ, поэтому закрывать процесс нет смысла, суд не учел. Не допустив журналиста на заседание, суд вмешался в реализацию его права на свободу выражения мнения в части доступа к информации, говорится в жалобе. Хотя вмешательство было основано на законе, оно не соответствовало правомерным целям и не было необходимым в демократическом обществе, утверждает заявитель. «Решение национального суда о проведении разбирательства в закрытом судебном заседании, повлекшее ограничение права заявителя-журналиста на свободу выражения мнения, было явно надуманным и применено для иных целей, нежели те, для которых оно было предусмотрено», - считают авторы жалобы. Юрист Московской Хельсинкской группы Александр Передрук указывает, что если бы все суды руководствовались подобными аргументами, то гражданские дела всегда нужно было бы рассматривать в закрытом режиме. «Информация о месте работы и проживания сторон обнародуется в любом гражданском деле. Гражданский процесс подразумевает и то, что публичными могут стать и сведения об имуществе сторон - например, когда оно является предметом спора. Значит, все это не может служить основанием для закрытия заседания», - говорит юрист. Воронежский суд отказался пустить журналиста даже на ту часть разбирательства, в ходе которой не звучали персональные данные истца, говорится в жалобе, хотя для этого, с точки зрения заявителя, не было никаких препятствий: например, уголовный процесс часто закрывают только частично. «Кроме того, российское законодательство не предусматривает для журналиста возможности обжаловать постановление суда о проведении разбирательства в закрытом режиме. Это нарушает его право на эффективное средство правовой защиты», - отмечает Александр Передрук.

ОКТЯБРЬ, 16
«Новая газета»
Анастасия Егорова
Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск авиакомпании «Победа» к «Новой газете». Решение суда обязывает издание внести изменения в статью «Квест «Победа». Игра для людей с крепкой нервной системой, приключение для группы до 186 человек. Инструкция по прохождению», удалив из нее спорные фрагменты, признанные несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию авиакомпании. Речь, в частности, идет о фрагментах статьи, в которых говорится, что пассажиры «Победы» постоянно сталкиваются с нарушением своих прав, что они обязаны платить «за все, что может показаться организаторам квеста багажом», что «по правилам авиакомпании дамской сумкой считается только предмет с одной ручкой», а также утверждения о непунктуальности перевозчика и об умышленной рассадке «в разные концы самолета» летящих вместе пассажиров. «Новая газета» также должна будет опубликовать опровержение. Кроме того, суд взыскал с издания и автора статьи Анастасии Егоровой по три тысячи рублей в качестве компенсации расходов по оплате госпошлины по иску. Первый раз «Победа» подала в суд на «Новую газету» из-за статьи «Квест «Победа» в октябре 2016 года. Авиакомпания требовала от издания опубликовать опровержение, а также выплатить ей 2 миллиона рублей в качестве возмещения вреда, нанесенного деловой репутации. Суд не принял иск к рассмотрению, указав, в частности, что «не был соблюден претензионный досудебный порядок урегулирования спора». В конец ноября «Победа» направила в Арбитражный суд Москвы повторный иск к «Новой газете» и Анастасии Егоровой, также содержавший требования о выплате компенсации в два миллиона рублей и публикации опровержения. В резолютивной части решения суда, обнародованной в средине октября 2017 года, о требовании денежной компенсации морального ущерба ничего не говорится. «Победа», следует из решения суда, уточнила исковые требования, но какие именно были внесены изменения, не уточняется.

ОКТЯБРЬ, 16
Руслан Соколовский
Свердловский областной суд не удовлетворил кассационную жалобу защиты блогера Руслана Соколовского, осужденного за «ловлю покемонов» в храме. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на сайт суда. В сообщении говорится, что «доводы адвоката о нарушении норм материального и процессуального права судами нижестоящих инстанций не нашли подтверждения». Адвокат Алексей Бушмаков подал жалобу на приговор Верх-Исетского районного суда Екатеринбурга и апелляционное постановление Свердловского областного суда 18 сентября. 11 мая суд приговорил Руслана Соколовского к трем с половиной годам лишения свободы условно. По мнению суда, блогер виновен в оскорблении чувств верующих, возбуждении ненависти либо вражды, а также в незаконном использовании специальной техники. 7 июля суд апелляционной инстанции смягчил наказание Соколовскому до двух лет и трех месяцев условного срока. Из обвинения исключили статью 138.1 УК («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»). Эта статья была добавлена в дело после того, как во время обыска у Соколовского обнаружили ручку с видеокамерой. 14 июля блогера внесли в список экстремистов и террористов на сайт Росфинмониторинга. Все его банковские счета заблокировали.

ОКТЯБРЬ, 17
Съемочная группа телеканала «78»
Полиция начала проверку по факту угроз журналисту телеканала «78» шокером. В Калининском районном суде Санкт-Петербурга журналистам телеканала «78» угрожали электрошокером. Это произошло сразу после заседания, на котором избирали меру пресечения водителю BMW, переехавшему молодого человека. Корреспондент попыталась взять комментарий у арестованного, однако в этот момент ее оттолкнул конвойный, пригрозив ударить шокером. Кроме того, конвоир заявил, что заседание суда закрыто, и настоял, чтобы съемочная группа канала ушла из зала. Управление МВД по Санкт-Петербургу начало проверку в отношении действий сотрудника конвоя, сообщила 78.ru официальный представитель МВД РФ Ирина Волк.

ОКТЯБРЬ, 17
Александр Батманов
Мировой суд приговорил журналиста программы «Новости на НКО ТВ» Александра Батманова к двум годам и месяцу колонии строгого режима, признав его виновным в краже колбасы в супермаркете, сообщил адвокат Батманова. Как сообщал «Кавказский узел», 24 июня задержанный Александр Батманов выпрыгнул из окна отделения полиции и сломал ноги, сообщил руководитель Правозащитного совета Волгограда и некоммерческой организации НКО-ТВ Темур Кобалия. В областном ГУ МВД заявили, что Батманов был задержан с травмами, полученными при неизвестных полиции обстоятельствах. 22 сентября Батманов заявил о преждевременном снятии врачами гипса с его правой ноги. По мнению представителя областного управления ФСИН, Батманов получает в СИЗО всю необходимую медицинскую помощь, а это заявление сделано в попытке добиться от суда изменения ему меры пресечения. В 109-м судебном участке в Советском районе Волгограда Батманова 17 октября приговорили к двум годам и месяцу колонии строгого режима по статье 158 УК РФ («Кража»), сообщил адвокат Сергей Куницкий. По его словам, суд учел, что журналист уже был осужден условно 17 января. «Осталось очень много вопросов по поводу доказанности преступления», - отметил адвокат. Он отметил, что заседание суда должно было состояться 18 октября в 11 часов, однако было внезапно перенесено, сообщил корреспонденту «Кавказского узла» Сергей Куницкий. «Я думаю, это связано с нежеланием общественного резонанса», - считает он. Напомним, что Европейская федерация журналистов в сентябре включила волгоградца Александра Батманова в список журналистов, преследуемых за профессиональную деятельность.

ОКТЯБРЬ, 17
Томас Нильсен
Правозащитная группа юристов «Команда 29» обжалует недопуск в Россию норвежского журналиста Томаса Нильсена, которому спецслужбы запретили въезжать в РФ на пять лет. Томас Нильсен – главный редактор издания The Barents Observer, которое постоянно пишет о России, и запрет на въезд – существенное ограничение в работе издания. В марте этого года Томаса Нильсена не пропустили в Россию пограничники на российско-норвежской границе и сообщили, что ему запрещен въезд в страну. Пограничники при этом успели нарушить закон: как минимум, они обязаны были показать Нильсену решение о запрете въезда, предоставить ему реквизиты решения и предоставить переводчика. Ничего из вышеуказанного не произошло. У Томаса Нильсена была аккредитация и пятилетняя российская виза, но это никого не остановило. Как выяснилось позднее, соответствующее решение было принято ФСБ – о причинах его принятия остается только догадываться. Въезд был запрещен «по соображениям национальной безопасности», но какую именно опасность журналист представляет для России, представители ФСБ не пояснили. Правозащитники уже обжаловали действия пограничников в Печенгском райсуде Мурманской области, который отказался признать действия сотрудников погранслужбы незаконными, но предоставил реквизиты решения ФСБ, которое все это время Нильсену отказывались предоставить. Теперь юристы обратились с иском в Мещанский суд Москвы и оспаривают само решение спецслужбы.

ОКТЯБРЬ, 17
Сайт издания The Village
Ресурс The Village утром сообщил, что на его сайт совершена DDOS-атака, из-за тот он не работает. При попытка зайти на The Village сайт не открылся. В скольких станах ресурс недоступен, неизвестно.

ОКТЯБРЬ, 17
Владимир Романенко
Тазовский райсуд Ямало-Ненецкого автономного округа вынес оправдательный приговор бывшему директору муниципальной районной телекомпании «Студия Факт» Владимиру Романенко. Об этом Znak.com сообщил сам журналист. По его словам, с него были сняты все обвинения и он намерен добиваться полной реабилитации. Сейчас Романенко находится в Тазовском районе. Не исключено, что он потребует в суде компенсации от правоохранительных органов. По его словам, несколько месяцев его возили по этапу по стране. Как ранее сообщал Znak.com, уголовное преследование журналиста началось в 2015 году. По версии следствия, Владимир Романенко на посту директора телекомпании необоснованно заключал договоры на трансляцию программ с ООО «Факт», которое принадлежало его зятю. Дело в том, что муниципальная «Студия Факт» не имела лицензий на трансляцию и ей требовались услуги сторонних компаний. По мнению следствия, подсудимый должен был провести мониторинг рынка и выбрать более выгодные тарифы на трансляцию. Ущерб муниципальной компании, по оценкам следователей, составил около 16 млн рублей. Подсудимый ранее заявлял о том, что его уголовное дело инициировано администрацией Тазовского района, которую он активно критиковал, будучи главой МУПа (был уволен по сокращению после закрытия МУПа в 2014 году). Зимой 2017 года Романенко арестовали из-за неявок в суд. Сам Романенко говорил, что причиной неявок стала реабилитация, которую он проходил, получив травмы в ДТП. Уголовные дела в отношении Владимира Романенко возбуждались с 2008 года. В частности, ему инкриминировались незаконное предпринимательство и мошенничество: следствие считало, что он незаконно выписывал себе премии. В 2009 году он был оправдан по всем эпизодам. Но после этого силовики снова предъявили ему обвинения в растрате и злоупотреблении полномочиями.

ОКТЯБРЬ, 18
Все СМИ
В Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга, где проходит слушание по делу о нападении 17-летнего Дмитрия Мякшина на росгвардейца во время акции 12 июня, никого не пускают. Пресса и наблюдатели либо вообще не могут попасть в здание суда, либо их не пускают в зал заседаний. Как сообщает корреспондент ОВД-Инфо из здания суда, не пустили даже одного из свидетелей. Внутрь здания смогли попасть только несколько журналистов с удостоверениями, но в зал их не пустили.

ОКТЯБРЬ, 18
Съемочная группа Башкирского спутникового телевидения
Съемочная группа Башкирского спутникового телевидения приехала в деревню Новый Актанышбаш (Республика Башкортостан) для съемки сюжета о местной ферме, на которой по невыясненным причинам умирают животные. Накануне фотографии истощенных телят, которые, по мнению очевидцев, умирают от голода и болезней, попали в социальные сети. Как удалось выяснить телеканалу, скот содержится в антисанитарных условиях, обитающие на ферме животные истощены, а местный депутат и работники хозяйства сообщили, что животных нечем кормить. После того, как съёмочная группа собрала материал, журналистов отказались выпускать с территории фермы. По словам корреспондента Анастасии Ильчибаевой, после завершения съёмочного процесса, журналистов задержали, закрыв ворота. К ним подошли неизвестные и сообщили, что они не выйдут с фермы до тех пор, пока не приедет их начальство. «По нашему вызову приехали сотрудники полиции. К этому моменту ворота уже открыли, потому что те люди, которые нас задерживали, узнали, что мы обратились в правоохранительные органы. Сотрудникам полиции пришлось некоторое время искать этих людей по ферме, потому что они разбежались и, можно сказать, попрятались. Сейчас мы пишем объяснительные, как и те люди, которые не давали нам уехать с территории фермы», - сообщила Анастасия Ильчибаева. В связи с незаконным удержанием людей и воспрепятствованием журналисткой деятельности телеканал «БСТ» обратился в полицию.

ОКТЯБРЬ, 20
Худоберди Нурматов
(Али Феруз)
Судья Басманного суда Москвы Галина Графова отказала в иске против МВД журналисту «Новой газеты» Худоберди Нурматову (Али Ферузу). Нурматов в административном порядке пытался оспорить решение миграционного подразделения МВД, который отказался предоставить ему временное убежище в России. Защита Нурматова намерена оспорить это решение. «Будем решать, как отправить его в третью страну», - добавила адвокат Ирина Бирюкова. Худоберди Нурматов - гражданин Узбекистана, которого 1 августа признали виновным в нарушении режима пребывании в России и решили выдворить из страны. Журналист заявил, что вырос в России, где живут его родственники. Адвокаты Нурматова подали жалобу на его выдворение в Европейский суд по правам человека. После этого решение о выдворении было приостановлено Мосгорсудом на время рассмотрения жалобы.

ОКТЯБРЬ, 20
Информагентство «Абирег»
Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу владельца воронежского информагентства «Абирег» Дмитрия Орищенко, который просит признать российские арбитражи нарушившими его право на свободу выражения мнения в разбирательстве с ООО «Лиско-Бройлер». На данный момент предприятие входит в группу «Черкизово», в прошлом крупнейший в Воронежской области производитель мяса птицы. В 2009 году агентство «Абирег» опубликовало несколько материалов о «кровоподтеках» на тушках бройлеров, из-за которых, как посчитала редакция, продукция компании является «неконкурентоспособной» и от нее якобы отказываются торговые сети. Арбитражные суды, в которых рассматривался иск предприятия к редакции о защите деловой репутации, встали на сторону ООО и заставили «Абирег» опровергнуть эти утверждения, удалить публикации и заплатить 100 тыс. руб. компенсации репутационного вреда. Тяжбы в российских судах закончились в январе 2011 года: еще существовавший Высший арбитражный суд РФ отказал в передаче дела для пересмотра в свой президиум. ЕСПЧ коммуницировал иск Дмитрия Орищенко к России 2 октября этого года. Суд отмечает, что вышестоящие инстанции дословно дублировали текст решения воронежского арбитража. В своих вопросах к российскому правительству ЕСПЧ уточняет, было ли нарушено закрепленное в ст. 10 Европейской конвенции по правам человека право истца на свободу выражения мнения. Если да, то обоснованно ли это было сделано и, наконец, соразмерно ли наказание тому, что сделал «Абирег», и заслуживало ли агентство наказания в принципе.

ОКТЯБРЬ, 20
Сайт издания The Village
Сайт издания The Village утром вновь оказался недоступен из-за DDoS-атаки. Как рассказал «Интерфаксу» издатель The Village Алексей Амётов, атака продолжается уже третий день с разной степенью интенсивности. «Мы сейчас полностью фильтруем весь трафик - из-за этого читатели иногда видят сообщение о том что идет проверка браузера. За исключением этого, подозрительные коннекты блокируются. Примерно 1 из 100 посетителей может с этим столкнуться», - рассказал он.

ОКТЯБРЬ, 20
Портал «В курсе. Ру»
В Перми прошло предварительное слушание иска бывшего начальника управления ГИБДД краевого главка МВД РФ Олега Чуркина. Полковник просит признать не соответствующими действительности и порочащими опубликованные на портале «В курсе. Ру» сведения о своем задержании, удалить их и взыскать компенсацию морального вреда в 1 руб. «В курсе. Ру» сообщило, что в Перми 6 сентября при получении взятки с поличным был задержан начальник краевого управления ГИБДД Чуркин. На рабочем месте, а также дома у силовика проведены обыски. По данным издания, полковник на протяжении пяти лет вымогал взятки за общее покровительство. Новость, которую со ссылкой на этот портал распространили другие СМИ, оказалась «уткой». Удалив текст о задержании, «В курсе. Ру» опубликовал полученное из полицейской пресс-службы опровержение: «Сегодня в ряде СМИ распространена информация о том, что один из руководителей подразделения ГУ МВД России по Пермскому краю задержан за совершение преступления. ГУ МВД России по Пермскому краю официально заявляет, что данная информация не соответствует действительности». Казалось бы, инцидент исчерпан. Но через неделю уволенный на пенсию Чуркин и полиция обратились в Свердловский районный суд Перми. Истцы требуют признать распространенные сведения недостоверными удалить их с сайта ответчика. На предварительное слушание 20 октября бывший начальник пермской ГИБДД в суд не явился, письменно попросил рассмотреть иск в его отсутствии. Представитель ответчика также не явился. Судья Джамиля Кочегарова сказала, что истцы указали неправильный адрес и почта вернула заявления. В редакцию решено направить извещение с новой датой слушаний, назначенных на 17 ноября.

ОКТЯБРЬ, 20
Издание «Дебри-ДВ»
В выходных данных электронного периодического издания «Дебри-ДВ» (Хабаровск) появился знак «Открытая ладонь», означающий, что это СМИ не получает субсидий и грантов и не занимается пропагандой - «публикацией и распространением информационно-публицистических материалов целевого назначения». Вот как прокомментировал для ФЗГ эту инициативу учредитель и редактор издания Константин Пронякин: «В отличие от знака «На правах рекламы», знака «На правах субсидии» нет, ничего такого в законодательстве не прописано… Читатели не знают, какое СМИ получает субсидию, не знают, читают ли они проплаченный материал. А ведь это обман читателя. Под брендом СМИ читателю подсовывают пропагандистский материал, который прислали те, кто платит субсидии – власти. На пиар, а точнее, на информационное обеспечение органов государственной власти - и поддержку СМИ за первое полугодие 2017 года потрачено 83,3 млн рублей. Об этом сказано в отчете комитета по печати и массовым коммуникация правительства края. Все субсидии правительства края для СМИ делятся на три группы: производство, публикация и распространение информационных материалов, организация и осуществление информирования, организация видеосъемки и трансляция краевых мероприятий. Из субсидиантов - это ГТРК «Дальневосточная», ИТА «Губерния», ООО «Радио Хабаровского края» (радиостанция «Восток России»). Из газетчиков - коммуникационная группа «Медиатехнологии» (газета «Молодой дальневосточник XXI век»), редакция газеты «Тихоокеанская звезда», издательский дом «Гранд экспресс» (выпускает газету «Хабаровский экспресс»). И больше всех взятых - «Центр поддержки социальных инициатив «Открытый регион», который выпускает «бесплатную» газету «Хабаровский край сегодня» - 56,7 млн рублей. Это только за первое полугодие! Умножьте общую сумму субсидий в 83,3 млн рублей на два, и получится годовой бюджет субсидий на СМИ - более 160 млн рублей». По словам Пронякина, никто из руководителей независимых СМИ его инициативу не поддержал. Отвечали прямо: «А вдруг дадут субсидию, стыдно будет убирать значок».

ОКТЯБРЬ, 20, 23
Дмитрий Любимов
Корреспондента «7×7» Дмитрия Любимова не пустили на заседание государственного собрания Марий Эл. Выяснилось, что Любимову отказали в аккредитации по причине «нецелесообразности». Об этом сообщает «7×7». Как рассказал сам Любимов изданию, при попытке пройти на заседание Госсобрания сотрудник охраны в Доме правительства сообщил, что фамилии журналиста нет в перечне приглашенных, и даже продемонстрировал ему список. 20 октября первый зам. председателя Госсобрания республики Владимир Мухин ответил письменным отказом в аккредитации журналиста на работу в течение всего созыва. В своем ответе на запрос редакции Мухин назвал аккредитацию журналиста «нецелесообразной», это официальное решение комитета по законодательству. Медиаюрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова так прокомментировала действия народных избранников: «Аккредитация необходима для установления льготного, благоприятного режима реализации журналистами и редакциями права на доступ к информации. Для аккредитации при каком-либо органе достаточно просто соблюсти правила аккредитации. Кроме того, само отсутствие аккредитации не может являться основанием для отказа журналисту в посещении открытого мероприятия, которое проводит орган власти. Поэтому Госсобрание республики дважды нарушило право журналиста и редакции на доступ к информации».

ОКТЯБРЬ, 23
Газета «Семилукский вестник»
На первом заседании Воронежского арбитражного суда по делу о защите чести и деловой репутации ООО «Ника-Петротэк», предъявившему исковые требования к «Семилукскому вестнику» на сумму 1 млн рублей нематериального ущерба, обвиняемая сторона попросила заменить ответчика на юрлицо, отличающееся только по ОГРН и ИНН, сообщил слушатель, присутствовавший в зале суда. Управляющий партнер Адвокатского бюро «Шлабович, Татарович и партнеры» Игорь Татарович видит все основания для удовлетворения исковых требований с оговоркой, что «решать все-таки суду». «Исход дела во многом будет зависеть от выбора организации, которая проведет лингвистическую экспертизу», – резюмирует господин Татарович. Требования ООО «Ника-Петротэк» касаются сведений, указанных в семи публикациях, многие из которых недостоверны, задевают честь и портят деловую репутацию предприятия. «Претензии предъявлены к юрлицу – ООО ИК «Вестник», – которое не является изданием», – отметила в суде сторона ответчика, подав ходатайство о замене организации. Истец требования не принял, попросив сделать одноименную компанию соответчиком. А также попросил дать время на проверку всех фактов и установление юридической связи между ООО ИК «Вестник», на которое предлагается перевести требования, и воронежским СМИ. В итоге судья отсрочил разбирательство по делу. «Согласно свидетельству о регистрации СМИ, учредителем издания «Семилукский вестник» является ООО «Старт», зарегистрированное в Семилукском районе. Однако в свидетельстве нет привязки к ИНН и ОГРН юридического лица, отвечающего за хозяйственную деятельность издания. Поэтому мы допускаем, что замена ответчика может быть тактическим ходом. Полагаться на удачу и слепо соглашаться на замену мы не могли, чтобы исключить в дальнейшем проблем с исполнением судебного решения», – прокомментировала юрист ООО «Ника-Петротэк». По данным «СПАРК-Интерфакс», есть два ООО ИК «Вестник». Одно зарегистрировано в Воронеже (ул. Цюрупы, д. 18) от 1 декабря 2015 года, второе – тоже в Воронеже (ул. Кривошеина, д. 11а) от 9 февраля 2011 года. Первое занимается изданием газет, другое – издательской деятельностью. Организации имеют одного владельца – это Владлена Волкова. Уставный капитал организаций – по 10 тыс. рублей, численность работников не превышает пяти человек. У компании, «прописанной» на улице Цюрупы, до иска «Ники-Петротэк» не было арбитражной практики. Напротив, у юрлица, зарегистрированного на улице Кривошеина, она насчитывает несколько дел. Так, ООО «СМУ-36» выиграло иск к изданию о защите деловой репутации. В итоге «Вестник» компенсировал строительной компании 40 тыс. рублей вреда. Другой аналогичный иск – уже от «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг» на 100 тыс. рублей – суд отклонил. Кстати, ООО «Вестник» дважды выступало в качестве заявителя. Иск о защите деловой репутации к главе администрации Семилукского района Ирине Кокоревой в июне 2016 года был отклонен из-за безосновательности требований. Речь идет, в частности, об оспаривании трактовок в материале районной газеты «Семилукская жизнь» о местных неофашистах.

ОКТЯБРЬ, 23
Все СМИ
Октябрьский райсуд Омска вынес решение по делу Андрея И., который пять лет назад разместил на своей странице ВКонтакте двух рисованных персонажей - покемона Пикачу и главу нацистской Германии. Первый, представляющий собой внешне странноватую (для тех, кто не знаком с покемонами) помесь мыши и зайца, был изображен в форме легионера СС, что можно было расценить как насмешку над армией третьего рейха и соответственно нацизмом как таковым, второй тоже смотрелся карикатурно, напоминая известный рисунок Кукрыниксов, где Гитлер изображен в женском обличье. Однако сотрудники омского ЦПЭ не увидели в этих изображениях иронии, а, напротив, отнеслись к ним максимально серьезно, возбудив административное дело по статье «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики». Действительно, при большом желании можно было разглядеть знак свастики у покемона на каске, а у фюрера – на рукаве. Для правоохранителей этого было достаточно, чтобы причислить Андрея И., который не сам фашистов нарисовал (он их только перепостил), к экстремистам. Тем более, что помимо прочего он состоит в группе ВКонтакте сторонников Алексея Навального, которого многие сотрудники полиции тоже подозревают в экстремизме, в частности, за его антивоенные высказывания. И тут так удачно для них совпало, что он оказался в одной компании с лидером нацистской Германии. Но вменяемый Андрею И. репост пятилетней давности им пришлось, вероятно, долго на его странице искать. Молодой человек пояснил суду, что разместил на ней эти картинки не с целью пропаганды нацизма, а наоборот – «с целью его высмеивания, уничижения». Суд, однако, как и следствие, ему не поверил, и, признав его виновным в правонарушении по статье 20 КоАП, назначил штраф в размере 2 тысячи рублей. Сумма для Андрея – существенная. Из судебного решения следует, что ирония и сарказм по отношению к таким явлениям, как нацизм, в нашем государстве недопустимы. У судов может появиться очень много работы, если они начнут разбираться со всем художественным наследием СССР: к примеру, могут попасть в экстремисты вышеупомянутые Кукрыниксы и другие советские сатирики, смеявшиеся над Гитлером, авторы бессчетного количества фильмов, книг, в т.ч. документальных, где в разных контекстах присутствует свастики. Тем более, что срока давности у таких «правонарушений», судя по данному решению, нет.

ОКТЯБРЬ, 23
СМИ Челябинской области
Средства массовой информации в Челябинской области все чаще и чаще игнорируют. Картина любого медиа-дня: СМИ (имярек) обратилось за комментарием в (здесь можете поставить любую аббревиатуру госструктуры или частника), но там отказались отвечать на вопросы. Объяснения отказов на запросы СМИ звучат при этом завораживающе архаично: от просьб «прислать ваши вопросы по факсу (!), до «этот вопрос – важнейшая государственная-коммерческая тайна, обещаем ответить когда начальство даст добро». Начальство, как известно, предпочитает держать рот на замке. Ибо прямо над ним – другое начальство, у которого тоже надо испрашивать разрешения. И так – по всей вертикали. И не дай бог, если какой-нибудь клерк на муниципально-региональном уровне «высунется» с комментарием для СМИ без одобрения сверху, либо без предварительно одобренного текста ни о чем. Чиновника за самодеятельность немедленно изгонят с работы без выходного пособия. Поэтому обычно в ответ на свои запросы СМИ вообще не получают никаких ответов. Карьера чиновнику дороже. Хотя, в соответствии с Федеральным Законом РФ «О средствах массовой информации», ответы на запросы должны предоставляться в течение 7 дней в письменной или в устной форме». Должны - не значит обязаны. Поэтому на фоне глухого молчания в соцсетях время от времени раздается вопль души какого-нибудь представителя СМИ с призывом к «друзьям-журналистам и пресс-секретарям обозначить, как долго им приходилось дожидаться ответов или давать его на запрос редакции?». Ибо не предоставление ответов - это настолько уже общепринятая практика в структурах областного правительства и губернатора, что уже никого не удивляет. «Но вы напишите хоть что-нибудь, - с тоской вопрошал недавно один журналист в фейсбуке, - или писать разучились? Просто очень хочется почитать сказки Венского леса!». Но даже сказок Венского леса не сообщают. Вот, дожили! Последний анекдотичный случай изрядно повеселил все медиа-сообщество. О нем вспоминают до сих пор. Челябинская таможня не смогла внятно и членораздельно прокомментировать, зачем она ночью более 5 часов продержала пассажиров с лишним (по мнению таможни) блоком сигарет из дьюти-фри. Зато после «позорища» в СМИ таможенники не придумали ничего лучше, как организовать для тех же СМИ показательно-образцовый пресс-тур в аэропорт. Ну, ясно же, что все «подчистили», убрав спящую досмотрщицу, и не засовывая уже нос в запечатанные пакеты из дьюти-фри. Для этого и содержат штаты пиарщиков и пресс-секретарей. А не для конкретных ответов на вопросы налогоплательщиков в СМИ.

ОКТЯБРЬ, 23
Василий Довбыш
На первой же установочной сессии новоизбранного Совета муниципального округа Ейский район (Краснодарский край) случилось ЧП. У редактора местной газеты «Ейская правда» Василия Довбыша, присутствовавшего на заседании, украли диктофон. Но этому ЧП предшествовали и другие, не менее чрезвычайные события. На этой сессии произошел скандал, связанный с нарушениями регламента. Были приняты решения без участия депутатов, а на все законные замечания депутатов от оппозиционных партий «Яблоко» и КПРФ председательствующий просто не обращал внимания. Василий Довбыш в ходе сессии как раз и записывал возмущенные выступления депутатов от оппозиции. По словам Василия Сергеевича, он уже после сессии обнаружил пропажу и обратился в полицию. «Приехали трое полицейских и начали разбираться. Затем появился депутат Совета этого района Хамаев, который привез мой диктофон, и заявил, что взял его, чтобы послушать, что я там записал», - рассказал редактор. К сожалению, этот инцидент не имел продолжения в правовой плоскости. Экспроприация депутатом диктофона, по словам журналиста, была превращена в шутку. «Ну, отдал же диктофон, не присвоил, не стер запись. Что тут расследовать?», - заявили Довбышу в полиции.

ОКТЯБРЬ, 23
Татьяна Фельгенгауэр
В центре Москвы днем совершено нападение на ведущую «Эха Москвы» Татьяну Фельгенгауэр. Преступник нанес ей ножевое ранение в шею. Инцидент произошел в помещении редакции радиостанции на Новом Арбате. Получившая ранение Т. Фельгенгауэр срочно госпитализирована в НИИ скорой помощи имени Н.В.Склифосовского. «Она доставлена в наш институт… Состояние ее, можно сказать, тяжелое», - заявил «Интерфаксу» директор института Сергей Петриков. Т. Фельгенгауэр была прооперирована и погружена в искусственную кому. Злоумышленник задержан охраной и передан полиции. Один из охранников, участвовавших в задержании, получил ножевое ранение руки, ему на месте оказана медицинская помощь. Вскоре Главное следственное управление СК РФ по Москве возбудило уголовное дело по статье 105 УК РФ («Покушение на убийство»).

ОКТЯБРЬ, 24
ВГТРК
Экс-мэру Ельца (Липецкая область) предъявлено обвинение после инцидента с журналистами ВГТРК. Стороны знакомятся с уголовным делом, после чего судьбу Виктора Соковых будет решать суд. Уголовное дело по факту воспрепятствования профессиональной деятельности съемочной группы ВГТРК было возбуждено СУ СК России по Липецкой области в марте 2017 года по части 3 статьи 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, соединенного с насилием над журналистами, а равно с угрозой применения такого насилия»). Бывший мэр Ельца Виктор Соковых, отказываясь от общения с журналистами, повредил находившийся в руках корреспондента микрофон. После этого он с топором в руках угрожал расправой съемочной группе. Причиной инцидента послужило редакционное задание – подготовка репортажа для программы «Вести. Дежурная часть» (Россия 1), в связи с расследованием уголовных дел, в одном из которых фигурирует экс-мэр Ельца. Речь шла об обыске в особняке экс-мэра, произошедшем 20 января, который проводили сотрудники полиции. Во время обыска был обнаружен автомат Калашникова, две гранаты и патроны к боевому оружию. Оружие и боеприпасы якобы принадлежали одному из родственников Виктора Соковых, проходящему по делу о торговле наркотиками. Как сообщили сегодня в СУ СК России по Липецкой области, в данный момент расследование уголовного дела по факту воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов завершается, Виктору Соковых официально предъявлено обвинение, стороны знакомятся с уголовным делом, после чего оно будет направлено в суд.

ОКТЯБРЬ, 24
«Фонтанка.Ру»
Петербургское издание «Фонтанка.Ру» подверглись хакерским атакам. Редакция атаки на свои сервера с публикациями о «ЧВК Вагнера», а также со статьей о краже сейфа с драгоценностями из здания полпредства. Об этом говорится в заявлении главного редактора Александра Горшкова, опубликованном на сайте издания.

Отмечается, что после выхода в августе статьи «Список Вагнера» о частной военной кампании, действующей в Сирии, автор материала Денис Коротков «на десятках неизвестных сайтов» был обвинен в предательстве родины, связях с запрещенной в России террористической организацией ИГ и пособничестве СБУ Украины.

Администрация губернатора Петербурга обвинила автора заметки о сейфе Евгения Вышенкова в «самопиаре» и подрыве «сложившейся системы общественных отношений».

Кроме того, в начале октября Роскомнадзор затребовал у «Фонтанки» раскрыть собственников издания. Также, по словам Горшкова, об издании вышли сюжеты на РЕН ТВ и телеканале «78», в которых издание обвинили в «хвалебных материалах в адрес губернатора Петербурга». «Мы уверены, что между всеми этими событиями есть связь. Что их интересантами являются одни и те же лица», - заявил главный редактор.

«То, что те, кто себя олицетворяет с высшими эшелонами власти, так нас ненавидят, что аж зубы сводит, - не сенсация. Но это только выглядит так, будто они просто хотят закрыть «Фонтанку», - отмечается в статье Горшкова.

В августе редакция «Фонтанки» попросила правоохранительные органы Санкт-Петербурга защитить автора статьи о потерях «ЧВК Вагнер» в Сирии. Публикацию газеты об угрозах ее репортеру Денису Короткову в расправе после выхода его материала они просили считать официальным заявлением.

21–23 августа «Фонтанка» опубликовала серию статей Короткова о деятельности частной военной кампании Вагнера, которая предположительно действует в Сирии на стороне российской и сирийской армий. Статья о краже сейфа вышла 22 сентября.

ОКТЯБРЬ, 24
«Интерфакс»
Вечером стал недоступен сайт агентства «Интерфакс». Компания по предотвращению и расследованию киберпреступлений Group-IB сообщила, что несколько российских СМИ стали «заложниками» вируса-шифровальщика Badrabbit.

«Зафиксирована атака на СМИ вирусом-шифровальщиком. Group-IB стало известно как минимум о трёх пострадавших редакциях. Исследуем» - говорится в посте, опубликованном на странице компании в Twitter.

ОКТЯБРЬ, 24
Сайт «Новой газеты» в Петербурге»
Вечером сайт «Новой газеты» в Петербурге» стал недоступен вслед за «Фонтанкой» и «Интерфаксом». Компания по предотвращению и расследованию киберпреступлений Group-IB сообщила, что несколько российских СМИ стали «заложниками» вируса-шифровальщика Badrabbit.

«Зафиксирована атака на СМИ вирусом-шифровальщиком. Group-IB стало известно как минимум о трёх пострадавших редакциях. Исследуем» - говорится в посте, опубликованном на странице компании в Twitter.

ОКТЯБРЬ, 24
Интернет-издание 47news.ru
Вечером интернет-издание 47news.ru оказалось недоступным для своих читателей. Это уже четвёртое российское СМИ, которое в этот день подверглось вирусной атаке.

«После атаки террористов-хакеров на Фонтанку, упыри добрались до 47news. Важное будем ставить здесь и ВКонтакте. А барбосам, которые на нас напали - большая фига. Зубы обломаете», - написало издание в своём Telegram-канале.

Компания по предотвращению и расследованию киберпреступлений Group-IB сообщила, что российские СМИ стали «заложниками» вируса-шифровальщика Badrabbit.

ОКТЯБРЬ, 24
Телекомпания «7 канал Красноярск»
Телекомпания «7 канал Красноярск» отказалась давать в эфир записанное накануне интервью с бывшим губернатором Красноярского края Виктором Толоконским. Трансляция была запланирована в рамках выпуска новостей на 23 октября в 19.00 и анонсирована на сайте телеканала. В течение дня анонс был удален с портала, но остался в кэше Goоgle. В запланированное время интервью на канале так и не вышло. Отказ от выпуска подтвердили «КС» и в редакции «7 канала», объяснив решение тем, что «интервью отменилось по ряду причин». От дальнейших комментариев в телекомпании отказались. Примечательно, что в анонсе трансляции, размещенной 23 октября на сайте телеканала, отмечалось, что Виктор Толоконский в интервью поделился своим мнением о назначении на пост врио губернатора региона Александра Усса. Также в анонсе содержалась следующая цитата Толоконского: «Когда со мной в аппарате президента говорили об обновлении, думаю, что его (Александра Усса) не имели в виду. Конечно, я не могу считать это решение самым эффективным. Но есть люди, которые готовят, принимают это решение. Если президент это решение принял - я его не обсуждаю». Виктор Толоконский сообщил, что узнал об отказе канала транслировать интервью только от корреспондента «КС» и выразил по этому поводу недоумение. «Журналисты действительно довольно долго добивались встречи. В минувшее воскресенье они приехали в Новосибирск, и у нас состоялся обстоятельный диалог. Почему канал принял такое решение, я не знаю. В моих словах не было ничего, что могло бы вызвать нежелательную реакцию общества или нынешних краевых властей. Это был честный и корректный разговор. И все, что я тогда сказал, могу повторить снова», - отметил «КС» экс-глава Красноярского края. Виктор Толоконский занимал пост губернатора Красноярского края с 2014 по 2017 год. В сентябре нынешнего года он покинул свой пост по собственному желанию. И.о. губернатора края назначен Александр Усс, ранее занимавший пост председателя регионального Законодательного собрания.

ОКТЯБРЬ, 25
Виталий Кадаев
В ФЗГ обратился главный редактор газеты «Современная Калмыкия» Валерий Бадмаев. Он сообщил о том, что неизвестные повредили автомобиль главного редактора газеты «Элистинский курьер» Виталия Кадаева. Это не первая акция в отношении главного редактора «Элистинского курьера» - ранее ему не советовали ходить одному в вечернее время, неизвестные демонстративно фотографировали Виталия Кадаева, а также преследовали его жену, гулявшую с ребенком.

ОКТЯБРЬ, 25, 30
Александр Плющев
Олег Кашин
Журналисты Александр Плющев и Олег Кашин подали иски к ФСБ из-за требований ведомства к Telegramо предоставлении ключей шифрования. Об этом Плющев сообщил в своем Telegram-канале. «Мы с Кашиным подаем судебные иски к ФСБ, возражая против требования предоставить ключи шифрования переписки. Мы считаем, что это затрагивает наше право на конфиденциальное общение с источниками информации», - написал Плющев, добавив, что интересы журналистов представляет правозащитная группа «Агора». Кашин заметил, что пользуется мессенджером для работы, и он, и его собеседники рассчитывают, что в их «разговорах не появится кто-то посторонний». «И сейчас Федеральная служба безопасности, пользуясь своим особым положением в государстве, пытается нарушить наши права, вредя тем самым развитию всего общества, а если совсем утилитарно - то и технологий, экономики, то есть даже если подойти к вопросу совсем с другой стороны, все равно окажется, что нарушены наши права», - подчеркнул Кашин. ФСБ направляла в Telegram запрос о предоставлении информации для декодирования сообщений пользователей, но в итоге компания его не выполнила. За это суд оштрафовал Telegram Messenger LLP на 800 тысяч рублей. Однако Мещанский суд Москвы отказался принять к рассмотрению иск к ФСБ. Об этом Плющев написал в своем телеграм-канале. «Судья Ирина Афанасьева сочла, что требование предоставить ФСБ доступ, в том числе и к моей переписке, никак не затрагивает мои интересы», - сообщил Плющев. По словам журналиста, они с юристами из правозащитной группы «Агора» планируют подать частную жалобу в Мосгорсуд на отказ в рассмотрении иска.

ОКТЯБРЬ, 25
Хельге Бузунов
Отношения с прессой нередко становятся «лакмусовой бумажкой» в оценке работы власти. Как пример – ситуация в райцентре Верхняя Салда (Свердловская область), где перед заседанием городской думы состоялся «разговор на повышенных тонах» между депутатом и редактором местной газеты «Биржа новостей» Хельге Бузуновым и пресс-секретарем горадминистрации Владимиром Мальцевым. Как отмечают очевидцы, после этого разговора между депутатом и чиновником произошла потасовка: Бузунов взял Мальцева за грудки и тряс, в ответ пресс-секретарь мэрии ударил оппозиционера кулаком по лицу. Потом участников драки растащили депутаты и сотрудники учреждения. Впрочем, для жителей секрет произошедшего инцидента раскрывается просто: на выборах, состоявшихся 10 сентября нынешнего года, в своем одномандатном избирательном округе журналист-оппозиционер сумел победить действующего главу города Алексея Забродина. Вот за принесшую результат критику начальства и решил заступиться обиженный подчиненный. А зря – работать лучше надо.

ОКТЯБРЬ, 26
Компромат.ру
Известный бизнесмен, бывший директор «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону», а ныне вице-президент финансовой корпорации «Система» Али Узденов подал в Октябрьский районный суд Ростова-на-Дону иск к «Domains By Proxy, LLC». Американская компания, зарегистрированная в городе Скоттсдейл, штат Аризона, является администратором домена http:kompromat1.info. На этом домине размещён сайт Компромат.ру, не зарегистрированный, как написано в решении суда, в качестве СМИ. Истец потребовал опровергнуть сведения, изложенные в статье «Али Узденов назвал Сечина главным коррупционером России», и взыскать с ответчика 10 млн. рублей морального вреда. В публикации приводятся якобы сделанное Узденовым заявление о том, что «Сечин – главный коррупционер России, который крышуется президентом Путиным. Если так пойдет и дальше, то такие сечины окончательно подорвут доверие к самому Путину». Как написал в своём иске Узденов, данные сведения не соответствуют действительности, а он не является автором данных слов. Соответственно, эта публикация «подрывают деловую репутацию истца, а также порочат его честь и достоинство, поскольку создают у любого третьего лица ложное представление о том, что он якобы высказывал негативное утверждение в адрес И.И. Сечина и В.В. Путина». Представители ответчика, уведомленные должным образом, в суд не явились и своих возражений на иск не представили. Если бы оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками был бы автор и редакция СМИ. А поскольку сайт http:kompromat1.info не является средством массовой информации, отвечать пришлось администратору домена - компании «Domains By Proxy, LLC». В такой ситуации судья Чернякова приняла решение удовлетворить требования истца частично. Суд обязал опровергнуть не соответствующие действительности сведения на сайте Компромат.ру, а также возместить истцу моральный вред в сумме 500 тыс. рублей. Опровержение должно быть размещено на сайте до середины ноября 2017 и «на срок не менее шести месяцев в том же разделе, тем же шрифтом, что и опровергаемые сведения, с обеспечением свободного доступа» к этой информации. В данный момент самой статьи, ставшей предметом судебного разбирательства, на сайте Компромат.ру нет, но она осталась в свободном доступе на разместивших её российских и украинских сайтах Не появилось пока на Компромат.ру и опровержение сведений, признанных судом недостоверными. Будет ли Али Узденов требовать размещения опровержения на других сайтах, перепостивших скандальную статью, пока не известно. Адвокат Кира Давыдова, представлявшая в суде его интересы, отказалась предоставить любую информацию, причём даже о содержании уже рассмотренного иска своего доверителя, а уж тем более о его дальнейших действиях. Связаться с самим Узденовым, чтобы задать ему этот вопрос, также не удалось.

ОКТЯБРЬ, 26
Первый канал
Известный российский исполнитель шансона Александр Новиков подал в Останкинский суд Москвы заявление о защите чести и достоинства, а также компенсации морального вреда в размере €1 миллиона. Об этом он написал на своей странице в Facebook. Иск направлен против программы Первого канала «Пусть говорят». Передача вышла в эфир 20 сентября 2017 года под названием «Александр Новиков и обманутые поклонники: воздушные замки короля шансона». На ток-шоу обсуждалось обвинение Новикова в мошенничестве со средствами пайщиков кооператива «Бухта Квинс». Сам певец назвал все заявления сфабрикованными и клеветой. Его также не устроило поведение ведущего Дмитрия Борисова. «Содержание программы и поведение ее ведущего Д. Борисова носит откровенно хамский и клеветнический характер. Целью программы было очернение меня лично, искажение фактов моей биографии и причинение морального вреда мне и моим близким», - написал российский бард. По мнению Александра Новикова, Первый канал должен принести публичные извинения, а также полностью компенсировать причиненный моральный вред. Ранее, 17 августа, Новикову были предъявлены обвинения по делу о мошенничестве в особо крупном размере. Утверждается, что певец присвоил деньги пайщиков при строительстве коттеджного поселка возле Екатеринбурга на берегу озера Шарташ.

ОКТЯБРЬ, 27
Анатолий Цыганков
В Законодательном собрании Карелии возник конфликт между членами фракции «Единая Россия», который привёл к тому, что часть депутатов-единороссов (эту сторону в споре представлял депутат ЗС РК Леонид Лиминчук), внеся изменения в структуру парламента, сняли с должности заместителя спикера Андрея Мазуровского, тоже единоросса. Накануне сессии, на которой решался данный вопрос, депутаты из фракции «ЕР», желавшие удалить Мазуровского с должности заместителя председателя Заксобрания, искали поддержки своей позиции в других парламентских фракциях, поскольку было обоснованное опасение, что у Мазуровского найдутся сторонники в собственной фракции. На апрельской сессии Законодательного собрания Карелии большинством голосов депутатов была поддержана обновлённая структура парламента, в котором появился новый комитет по ЖКХ, агропромышленной политике и энергетике, и была ликвидирована должность заместителя спикера. А. Мазуровский, уже зная, что сторона, представленная Лиминчуком, переиграла его, в своём выступлении на сессии приоткрыл некоторые тайны депутатских переговоров, в частности, он довольно откровенно сказал, что депутаты из фракции КПРФ, проголосовав за изменение структуры, прибавляющей число платных депутатов в парламенте, будут за это отблагодарены, что обойдётся республиканскому бюджету в довольно круглую цифру. В качестве организатора всего произошедшего Мазуровский назвал Лиминчука. Эту схватку единороссов в Заксобрании пересказал в своём отчёте с сессии Законодательного собрания журналист Анатолий Цыганков, опубликовав статью на сайте «Политика Карелии» и высказав удивление относительно откровенной договорённости между фракциями, что, по его мнению, имело признаки политической коррупции. После создания комитета по ЖКХ, агропромышленной политике и энергетике в него вошли депутат Л. Лиминчук, ставший председателем на общественных началах, и депутат из фракции КПРФ Татьяна Богданова, получившая оплачиваемое место заместителя председателя комитета. По базовому образованию Л. Лиминчук является медиком, а Т. Богданова - профессиональная медсестра. При том, что в Заксобрании есть депутаты, всю жизнь занимавшиеся вопросами энергетики (бывший гендиректор Ленэнерго В. Семёнов), ЖКХ (управляющий директор «Карельской энергосбытовой компании» и «ТНС-энерго Карелия», кандидат экономических наук О. Доценко) или сельского хозяйства (гендиректор племенного хозяйства «Ильинское» А. Жеребцова). Но странным образом двух медицинских работников ставят во главе вновь образованного комитета. 20 апреля совет директоров акционерного общества «Корпорация развития Республики Карелия» назначил бизнесмена Л. Лиминчука гендиректором предприятия, контролируемого правительством республики. Оплачиваемая должность была выделена и депутату из фракции ЛДПР Е. Беседному, который стал заместителем председателя комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике. Связанность двух событий – «правильного» голосования депутатов из фракций КПРФ и ЛДПР и произошедшие затем назначения в Заксобрании подтвердили справедливость слов А. Мазуровского на сессии. Вроде бы все должны были остаться довольными (за исключением, разумеется, А. Мазуровского), однако через некоторое время выяснилось, что бизнесмен и депутат Л. Лиминчук счёл себя оскорблённым публикацией А. Цыганкова, попытавшись возбудить в отношении последнего уголовное дело по факту клеветы, в чём Лиминчуку после проведённого расследования было отказано правоохранительными органами. Тогда депутат пошёл в гражданский процесс, собираясь доказать, что статья, в которой он упоминается, нанесла урон его авторитету и свои моральные страдания он оценил в 3 миллиона 354 тысячи рублей. Судебный процесс начался.

ОКТЯБРЬ, 27
Ксения Ларина
Журналист «Эха Москвы» Ксения Ларина опасается за свое здоровье после передачи Владимира Соловьева на радио. Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов заявил в эфире телеканала «Дождь», что журналист Ксения Ларина вынуждена покинуть Россию из-за опасения за свою жизнь. Венедиктов сообщил, что намерен обратиться в Следственный комитет с запросом о проверке журналистов ВГТРК, которые, по мнению редакции «Эха Москвы», подстрекают к нападению на журналистов. В частности, Венедиктов считает, что передача журналиста Владимира Соловьева о Ксении Лариной может подстрекать слушателей к противозаконным действиям. По словам главного редактора «Эха Москвы», Ларина продолжит вести некоторые передачи удаленно.

ОКТЯБРЬ, 28
Евгений Гайворонский
В Крыму герой расследования о строительстве многоквартирных домов начал угрожать жизни и здоровью журналиста портала «Примечания». Атака Дмитрия Тюкаева, возможно, связана с тем, что суды могут признать его опасные постройки незаконными. Директор ООО «Ливадия Эстейт» Дмитрий Тюкаев позвонил автору текста, корреспонденту «Примечаний» Евгению Гайворонскому и сообщил, что того скоро убьют. Застройщик добавил, что отныне в квартире у журналиста якобы будут проживать в больших количествах лица нетрадиционной ориентации, превратив его жизнь в ад. Девелопер, ставший героем расследования «Гаспра, бетонный саркофаг для денег» о наглом и опасном строительстве многоквартирных домов, заявил, что может облегчить участь журналиста, прислав ему на помощь спортсменов, готовых отбить атаки лиц нетрадиционной ориентации. Но для этого автор статьи должен «подумать над своим поведением». Во время разговора Дмитрий Тюкаев не стеснялся в выражениях: в его речи преобладала нецензурная лексика. На вопрос, почему застройщик позвонил с угрозами и оскорблениями, Тюкаев не ответил.

ОКТЯБРЬ, 31
Все СМИ
Организация Committee to Protect Journalists 31 октября опубликовала «Глобальный индекс безнаказанности-2017». Десятый ежегодный доклад привлекает общественное внимание к странам, где убивают журналистов, а их убийцы остаются на свободе. В нем отмечается, что при отсутствии правосудия в делах об убийствах журналистов цикл насилия и безнаказанности может длиться десятилетиями. Сомали – худшее государство в индексе – является одной из семи стран, ежегодно попадающих в рейтинг все десять лет, в течение которых CPJ публикует свой список. Остальные шесть – Индия, Ирак, Мексика, Пакистан, Россия и Филиппины – показывают: хотя безнаказанность обычно процветает в зонах конфликтов, большое количество журналистов становятся жертвами убийств и в некоторых относительно стабильных государствах, причисляющих себя к демократическим. «Безнаказанность подобна удушью, мешающему свободному потоку информации в обществе. Когда убивают одного журналиста, а его убийцы не несут наказания, то всем журналистам посылается сигнал: «Следи за тем, что говоришь и будь настороже», – говорит Элизабет Уитчел, автор доклада и консультант CPJ по ведению глобальной кампании по борьбе с безнаказанностью. – Попавшие в этот список государства не должны год за годом мириться с безнаказанностью; они обязаны активно принимать меры к устранению ошибок в своих системах правосудия». В этом году в половине из 12 стран, внесённых в индекс, произошли новые убийства журналистов. Афганистан впервые выпал из этого списка ввиду снижения там численности заказных убийств, хотя вооружённый конфликт и широкомасштабное насилие продолжают оставаться причинами гибели журналистов при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Одной из позитивных тенденций прошедшего десятилетия является более полная информированность общественности о безнаказанности убийц журналистов. ООН приняла пять резолюций, призывающих государства к свершению правосудия над преступниками, и в этом году отмечается пятая годовщина принятия плана действий ООН по обеспечению безопасности журналистов и проблеме безнаказанности. «Индекс безнаказанности» выпускается ежегодно к Международному дню прекращения безнаказанности за преступления против журналистов, отмечаемому 2 ноября. Данные доклада подсчитываются исходя из численности нераскрытых убийств журналистов за последние 10 лет в процентах от численности населения страны. В доклад включены: статистическая таблица, отчётная информация по каждой стране и подробное описание используемой методологии (см. cpj.org).

ОКТЯБРЬ, 31
Все СМИ
Организация Reporters sans frontières («Репортеры без границ») и платформа для журналистов-расследователей Freedom Voices Network объявили о создании проекта Forbidden Stories («Запрещенные истории»), который поможет продолжить расследования убитых или арестованных журналистов. О запуске проекта организации сообщили 31 октября (см. rsf.org). Проект предлагает журналистам-расследователям со всего мира, в случае если они чувствуют угрозу для своей жизни или свободы, механизмы, которые позволят защитить важную информацию и сохранить расследования, которые находятся в процессе производства. А если с журналистом что-нибудь случится, Forbidden Stories сможет, следуя оставленным инструкциям, завершить расследование и опубликовать его. Кроме этого, Forbidden Stories будет работать как отдельное расследовательское СМИ. Каждый год проект планирует выпускать одно или два больших расследования, сделанных совместно с партнерами среди мировых СМИ. Первый материл, опубликованный на сайте Forbidden Stories, посвящен трем журналистам, убитым в Мексике из-за их расследования о наркокартели. По данным RSF, в 2017 году были убиты 55 журналистов и сотрудников СМИ. Более 350 журналистов находятся в тюрьмах. За десять лет более 700 журналистов погибли из-за своей профессиональной деятельности.

ОКТЯБРЬ, 31
Татьяна Фельгенгауэр
Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов заявил, что накануне покушения журналист Татьяна Фельгенгауэр получала угрозы. Об этом сообщил адвокат Илья Новиков у себя в Facebook. «Он передал следствию информацию о поступавших в адрес Татьяны угрозах и предложил следствию проверить версию о возможном участии в деле, помимо самого нападавшего, подстрекателей. Венедиктов попросил следствие внимательно изучить записи программ канала Россия 24 и радио Вести FM», - сказал адвокат.

ОКТЯБРЬ, 31
Ксения Ларина
Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов дал показания в качестве свидетеля по делу о покушении на журналиста радиостанции Татьяну Фельгенгауэр. Он передал следствию информацию о поступавших в адрес Татьяны угрозах и предложил следствию проверить версию о возможном участии в деле подстрекателей. Об этом рассказал адвокат Илья Новиков. Угрозы звучали также и в адрес другой ведущей нашей радиостанции Ксении Лариной.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни