Результаты мониторинга
9 Октября 2017 года

Результаты мониторинга ФЗГ за сентябрь 2017 года

Случаи гибели журналистов – 1 (Андрей Русков, журналист ОАО «Студия вещания Бествидео», Биробиджан).

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов и блогеров – 2 (съёмочная группа телеканала «Миллет», Симферополь; съемочная группа РЕН ТВ, Москва).

Нападения на редакции, телецентры – 1 (редакция «Ленты.ру», Москва)

Попытки цензуры – 11 (газета «Бибирево – наш дом», газета «Бирюлево Восточное», газета «Звездный бульвар», газета «Орехово-Борисово Южное», все – Москва; телеканал «Санкт-Петербург», Санкт-Петербург; Первый канал, Москва; сайт Сиб.фм, Новосибирск – 4 раза; сайт «РИА Новости», Москва).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 1 (Алексей Псковитин, блогер, Кемерово).

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Надежда Афанасьева, журналист сайта журнала «Профиль», Москва).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 2 (Тарас Ибрагимов, корреспондент ресурса article20.org, Симферополь; Александр Павлов, корреспондент «Открытой России», Москва).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 4 (Владимир Спирягин, независимый журналист, Саратов; Сергей Сметанкин, главный редактор ресурса «СМИтанка», Московская область; Андрей Выползов, редактор сайта Newsbalt, Калининград; съемочная группа РЕН ТВ, Москва).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 9 на сумму 8 650 550 рублей 80 копеекРассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 7, удовлетворено – 0, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 0 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 26

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 1 (газета «ТОН-М», Красноярский край).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета партии «Яблоко», Ярославль).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 2 (портал «Компромат.Ру», Москва; сайт Worldview of Russian Civilization Брянск).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 2 (видеокамера съёмочной группы телеканала «Миллет», Симферополь; видеокамера съемочной группы РЕН ТВ, Москва).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 30

СЕНТЯБРЬ, 1
РБК
Инна Сидоркова
Игорь Тросников
Поставщик мясных консервов для Минобороны, МВД и других силовых структур, Барышский мясокомбинат направил иск в арбитражный суд Москвы против компании «Бизнес пресс», учредителя газеты и журнала РБК, следует из картотеки арбитражных дел. Соответчиком по делу также выступает со-руководитель редакции РБК Игорь Тросников и журналист холдинга Инна Сидоркова. Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации Барышский комбинат подал из-за июльской публикации РБК, в которой шла речь о поставке некачественных консервов Росгвардии, рассказал RNS юрист Владимир Сидякин, представляющий интересы мясокомбината. «Мы направили иск с требованием об опровержении информации, изложенной в публикации РБК от 26 июля, чтобы защитить свою репутацию. Первоначальный заголовок этой публикации был сформулирован как «Подконтрольная Минобороны компания поставила Росгвардии несъедобные пайки», - рассказал RNS Сидякин. Сейчас этот текст РБК опубликован с заголовком «Подконтрольный Минобороны комбинат произвел для гвардии «непригодную» еду». Текст написан со ссылкой на копию постановления первого заместителя главного военного прокурора генерал-лейтенанта Андрея Никулищина о направлении материалов проверки в органы предварительного следствия. По информации РБК, Никулишин «предложил начальнику Следственного департамента МВД Александру Романову рассмотреть вопрос об уголовном преследовании лиц, причастных к производству и поставке продовольственных пайков для внутренних войск и структурных подразделений МВД», - отмечается в тексте РБК, ставшим поводом к подаче иска.

«Само письмо мы не видели, поэтому отрицать его наличие мы не можем, но мы знаем, что Главная военная прокуратура проверяла пайки комбината, а также исследование проводил Роспотребнадзор, который по итогам проверки вынес постановление о прекращении административного дела», - сообщил RNS представляющий интересы комбината юрист Владимир Сидякин. Он подчеркнул, что указанные проверки были завершены до публикации РБК. «За официальным комментарием они к нам не обращались, они написали, что якобы пытались дозвониться до руководителя, но руководитель был недоступен, поэтому, на наш взгляд, они не проверили информацию, о чем мы написали в исковом заявлении», - сообщил RNS Сидякин. По словам юриста комбината, вскоре после публикации текста комбинат направил РБК письмо, в котором потребовал опубликовать опровержение. Редакция не стала опровергать опубликованный текст, но изменила заголовок публикации, отмечает Сидякин. «Для нас он еще более «вредоносный», - отметил он. Сидякин отметил, что после этой публикации несколько контрагентов отказались от заключения договоров на поставку продукции мясокомбината. «Пока их количество незначительно, поэтому мы не выдвигали к РБК материальных претензий. Но если количество наших партнеров, отказавшихся от нашей продукции, вырастет, мы, конечно же, заявим финансовые претензии по этому иску», - резюмировал Владимир Сидякин. В пресс-службе РБК RNS сообщили, что получили иск мясокомбината. «Юристы изучают материалы, после чего готовы будут озвучить позицию холдинга», - сообщил RNS пресс-секретарь РБК Егор Тимофеев.

СЕНТЯБРЬ, 1
«Газета на Дом»
Сергей Бурындин
Биробиджанский районный суд ЕАО отказал в удовлетворении иска мэра областной столицы Андрея Пархоменко к журналистами «Газеты на Дом». Градоначальник настаивал на том, что журналисты навели на него «напраслину, и что в сделке с кинотеатром «Родина» он не участвовал». Свою честь он оценил в 1 млн рублей и проиграл. Иск о защите его чести, достоинства и деловой репутации к журналистам независимого издания «Газета на Дом» мэр Биробиджана Андрей Пархоменко оценил, если быть точным, в 1 миллион 65 тысяч 550 рублей 80 копеек! В заявлении он заявил, что «никакого отношения к продаже муниципальной доли кинотеатра «Родина» и его имущества он не имеет». А, стало быть, нашумевшая публикация «Они продали нашу «Родину»...» содержит недостоверные сведения. «Так совпало, что все судебные процессы по нашим искам к господину Пархоменко и по его искам к нам проходят в период предвыборной гонки кандидатов в депутаты городской думы, - говорит журналист «Газеты на Дом» Елена Голубь. - Судя по всему, господин Пархоменко делал серьезную ставку на их результаты - на их положительные для себя результаты, но увы, этого не случилось». По ее словам, «желания, стремления, мечтания разорить «Газету на Дом» и таким образом прекратить ее существование за восемь лет посещали головы многих высокопоставленных и не очень чиновников, а также местных законодателей». «Поначалу мэр Пархоменко хотел только защитить свои честь, достоинство и деловую репутацию, - продолжает журналист. - Но потом уточнил свой иск и добавил еще одно требование: возмещение морального вреда в размере одного миллиона шестидесяти пяти тысяч пятисот пятидесяти рублей восьмидесяти копеек». Ранее, 15 августа, областной суд ЕАО отказал в пересмотре дела мэру Биробиджана Андрею Пархоменко, который тот проиграл уже по иску журналистов в первой инстанции - Биробиджанском районном суде. Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации на мэра подал редактор «Газеты на Дом» Сергей Бурындин. Суд удовлетворил требования журналиста. Напомним, мэр Андрей Пархоменко на заседании сорвался на главного редактора Сергея Бурындина после публикации о факте продажи кинотеатра «Родина» муниципалитетом. На заседании мэр произнес: «Уважаемый, я прочитал статью в вашей газете. Я прилюдно вам заявляю, что вы обманщик, лгун и мошенник! Запишите это в протокол!». Сведения, высказанные мэром на совместном заседании комиссии городской думы Биробиджана 8 мая, теперь признаны несоответствующими действительности. И решение вступило в силу.

СЕНТЯБРЬ, 2
Газета партии «Яблоко»
В Ярославле сотрудники полиции утром изъяли 130-тысячный тираж предвыборной газеты местного отделения партии «Яблоко». Никаких документов они не предъявили, но сослались на анонимное заявление о якобы содержащихся в печатной продукции «незаконных материалах». В пресс-релизе «Яблока» говорится, что полиция также не составила протокол об изъятии тиража. В местном отделе МВД заявили, что проверка материалов может занять до 10 дней. В партии отметили, что ровно столько времени остается до единого дня голосования. Представитель ярославского «Яблока» заявил, что в газете, изъятой полицейскими, был материал о предполагаемой причастности мэра города Владимира Слепцова к коррупции.

СЕНТЯБРЬ, 2
Дмитрий Шевченко
Уголовное дело, возбужденное в отношении лидеров «Экологической вахты по Северному Кавказу» Андрея Рудомахи и Дмитрия Шевченко, прекращено. Об этом сообщили адвокаты международной правозащитной организации «Агора» Александр Попков и Андрей Сабинин. Рудомаху и Шевченко обвиняли в клевете в адрес бывшего вице-губернатора Краснодарского края Александра Ремезкова. Дело было возбуждено в сентябре минувшего года после заявления экологов о том, что родной сестре чиновника могут принадлежать две дачи в Туапсинском и Динском районах Краснодарского края. В домах активистов прошли обыски.

СЕНТЯБРЬ, 3
Юлия Латынина
Неизвестные подожгли машину журналистки Юлии Латыниной. Об этом сообщила радиостанция «Эхо Москвы», где Латынина работает обозревателем. Сама журналистка предположила, что поджог могли устроить те же люди, которые в середине июля опрыскали ее дом неизвестным едким веществом. Однако следователь, словам Латыниной, сообщил, что возгорание могло произойти из-за неисправной проводки. Журналистка уточнила, что автомобиль выгорел практически полностью. Обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Юлия Латынина рассказала, что ее машина «стояла на том самом участке перед домом, в том самом месте, которое уже подвергалось атаке, когда нас и наших соседей обрызгали этим нелетальным отравляющим веществом». Проверку по факту поджога автомобиля Латыниной проводит полиция. «3 сентября в полицию поступила информация о возгорании на территории одного из поселений Троицкого и Новомосковского административного округа Москвы автомашины 2002 года выпуска. На место происшествия выехала следственно-оперативная группа», - сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе столичного главка полиции. Позднее следователи установили, что поджог машины Юлии Латыниной был совершен умышленно. Как рассказала журналистка в эфире радиостанции «Эхо Москвы», очаги возгорания были обнаружены в трех местах. «Дознаватель сообщил нам, что машина имеет очаги возгорания в трех местах, то есть гипотеза о том, что машина сгорела сама, неправильная. Это очень печально, потому фактически это означает, что это был не просто пожар, а это было покушение на убийство, потому что машина сгорела утром в тот момент, когда в ней кто-то мог быть», - сообщила Латынина.

СЕНТЯБРЬ, 4
Съемочная группа телекомпании «Ника-плюс»
Редакция телекомпании «Ника-плюс» узнала, что в Петрозаводске дорожно-строительная фирма «Автодорстрой», с которой городская администрация расторгла договорные отношения, продолжает вести работы. На одной из оживлённых автомобильных дорог Петрозаводска строительная фирма перекрыла один из участков, начав смену асфальтового покрытия. Репортёрская группа телекомпании «Ника плюс» выехала к месту, где проводились нелегальные работы на дороге. Когда оператор стал снимать работающую технику и огромную очередь машин, объезжавших место дорожных работ, то один из сотрудников компании «Автодорстрой» накинулся на оператора, мешая ему вести съёмку. На помощь оператору пришла корреспондент, потребовавшая не препятствовать работе журналистов, обещая в противном разе перенести спор в стены суда. После этого нападавший предпочёл камеру больше не хватать, но, отойдя в сторону, принялся оскорблять журналистов, требуя, чтобы те не мешали работе строителей. Этот эпизод тоже попал в телерепортаж. Сюжет появился в телеэфире вместе с комментарием главы Петрозаводска Ирины Мирошник, подтвердившей, что контракт с фирмой «Автодорстрой» расторгнут, так как качество её работ совершенно не устраивало городскую администрацию. Причём все законные процедуры о прекращении действия контракта состоялись, и потому непонятно, чем объяснить самоуправство дорожных строителей, вдруг решивших в одностороннем порядке продолжить исполнение уже не действующего договора, причём сняли они асфальтовое покрытие с участка дороги, который не требовалось ремонтировать, так как он был в хорошем состоянии. Станут ли корреспонденты телекомпании «Ника плюс» обращаться с жалобой в надзорный орган на действия работников «Автодорстроя» пока не известно, но такая возможность редакцией не исключается.

СЕНТЯБРЬ, 4

Андрей Курников

Новые технологии «взаимодействия власти и СМИ» продемонстрировал в социальной сети начальник Главного управления информационной политики Омской области Станислав Сумароков. Именно это взаимодействие является, как сказано на сайте ведомства, одной из его приоритетных задач. На днях в одном из сообществ Фейсбука разгорелась дискуссия об омском медиафоруме, где обсуждались проблемы развития региональных СМИ. В дискуссии участвовали московские эксперты, в частности, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, директор коммуникационного агентства Леся Рябцева и другие. Руководителя ГУИП задела за живое реплика корреспондента газеты «Тарское Прииртышье» Андрея Курникова: «Странно, что приглашения «районов» ограничились лишь главными редакторами районок». На первый взгляд, безобидное замечание, похоже, вывело чиновника из себя и привело его в то состояние, в котором выходит наружу долго скрываемое. Ответ его был такой: «Потому что из районов редактора хоть более-менее адекватные журналисты, тебе ли это не знать, дружок?!(((» (орфография и пунктуация сохранены – ФЗГ). В одной фразе раскрылись личность г-на Сумарокова, его отношение к журналистам: неадекватны все, кроме назначенных им главных редакторов. С приходом его в ГУИП со всеми «неадекватными» редакторами районных газет были расторгнуты контракты. В представлении «информационного политика» адекватность – синоним лояльности, «не адекватен» же любой журналист, имеющий собственное мнение, не совпадающее с мнением начальства. Сменился главред и в «Тарском Прииртышье» - на эту должность была поставлена адекватная Нина Шатова, по образованию – преподаватель математики, никогда не работавшая в СМИ, но возглавлявшая местный исполком «Единой России». Судя по биографии Станислава Сумарокова, неадекватностью он никогда не страдал - «работал в пресс-службе департамента транспорта городской администрации, в пресс-службе Центрального округа администрации Омска, начальником отдела пропаганды «Народной партии», начальника отдела рекламы компании «Сибирский берег», пресс-секретарем «Россельхозбанка» и «Ростелекома». Так сложилась его судьба – всегда приходилось представлять в средствах массовой информации интересы заказчика (а не зрителя, слушателя, читателя), из чего и возникло, по всей вероятности, убеждение, что главная роль в журналистике – «чего изволите?», а отсюда и открытое хамство по отношению к тем, кого этот весьма высокооплачиваемый слуга народа считает нижестоящими. В ходе дальнейшего диалога с Андреем Курниковым г-н Сумароков предложил ему написать заявление на увольнение. И это действительно ноу-хау – вот так публично, в социальной сети глава ГУИП решает кадровые вопросы. В его адекватности у его руководства, в частности, губернатора Омской области, сомнений, судя по всему, нет.

СЕНТЯБРЬ, 4
Владимир Спирягин
Союз журналистов России поступило обращение члена СЖР Владимира
Спирягина
. Журналист сообщил об угрозах в свой адрес. По его словам, он «последние 2-3 месяца вел журналистское расследование по Тверскому стекольному заводу, где были вскрыты факты мошенничества в особо крупных размерах». Материал опубликован на портале Мосмонитор. 30 августа Владимиру Спирягину позвонил из Испании Игорь Радионов, который, по словам журналиста, является главным владельцем активов завода, и в телефонной беседе открыто угрожал Спирягину убийством. Стенограмма беседы опубликована в личном блоге Спирягина. 31 августа журналистом было подано заявление в Октябрьский РОВД Саратова. Журналист вынужден скрываться. В связи с этим неординарным инцидентом Союз журналистов России подал обращения в прокуратуры Тверской и Саратовской областей. «В соответствии с Уставом, целями и задачами Союза журналистов России являются, среди прочих, защита прав и свобод журналиста, содействие распространению средствами массовой информации идеалов толерантности, демократии, уважения прав человека в контексте предотвращения опасностей», - говорится в обращении СЖР. – «Просим Вас провести проверку изложенных фактов и представленных материалов, дать им правовую оценку и в случае подтверждения - не допустить нарушения закона, обеспечить безопасность журналисту, привлечь виновных к ответственности».

СЕНТЯБРЬ, 4
Владимир Спирягин
В ФЗГ поступила информация, что экс-редактор газеты «Саратовский расклад» Владимир Спирягин стал одним из первых журналистов, осужденных за клевету и получивших реальный срок. Многим памятна история со статьей «Гарпун партии» 2007 года, которая оказалась фальшивкой. Потом были извинения главреда, судебное разбирательство, просьба ужесточить приговор - от самого подсудимого, как ни странно. В итоге Владимир Спирягин вместо исправительных работ отправился в колонию-поселение. И вот теперь, спустя несколько лет выступил с заявлением, что не является автором статьи, за которую был осужден: «Я не писал эту статью и отбыл наказание за другого человека как главный редактор, ответственный за свою газету, о чем сожалений до сих пор не испытываю», - написал журналист на своей странице в соцсети. При этом ни во время судебного разбирательства, ни сейчас Спирягин не раскрывает источник. А вот зачем информатор устроил этот «слив», журналист охотно рассуждает: «Главная цель была в том, чтобы раздуть в области политический скандал, который бы столкнул лбами единороссов и справедроссов», - говорится в той же записи.

СЕНТЯБРЬ, 5
Все СМИ
Новочебоксарский суд города Чебоксары сделал закрытым судебный процесс в отношении волонтера местного предвыборного штаба Алексея Навального Алексея Миронова, обвиняемого по ч. 2 ст. 280 УК («Публичные призывы к экстремизму») и ст. 282 УК («Возбуждение ненависти либо вражды»). Об этом сообщается на портале «7×7». Судья удовлетворила ходатайство прокурора, который попросил закрыть процесс из-за того, что некоторые свидетели обвинения являются сотрудниками ФСБ, и их показания могут содержать государственную тайну. По мнению адвоката Юрия Иванова, оснований для того решения у суда не было: «Законных оснований для рассмотрения дела в закрытом порядке представлено, на мой взгляд, не было. Но, к сожалению, сложилась такая практика, что по 282-й статье поступают ходатайства от свидетелей-сотрудников ФСБ о рассмотрении дела в закрытом порядке, которые вносятся гособвинителем и немедленно удовлетворяются судом». На суде также присутствовали глава штаба Навального в Чувашии Семен Кочкин и координатор «Открытой России» в регионе Дмитрий Семенов. По словам Кочкина, судья вела себя как строгая школьная учительница и запрещала зрителям все что только можно: «Судья вела себя как учительница начальных классов. Она запрещала нам пользоваться гаджетами и хотела, чтобы мы сидели на заседании как за школьными партами - мы не должны были даже класть ногу на ногу или облокачиваться на спинку скамьи. К нам подходил пристав и говорил: «Нельзя пользоваться ноутбуком! Выключите телефон!». В итоге Дмитрия Семёнова заставили выключить ноутбук, а мне пришлось выйти из Twitter. Потом пристав просто встал над нами и смотрел, чтобы мы больше не включали гаджеты».

СЕНТЯБРЬ, 6
Максим Курников
СК отказался заводить дело о воспрепятствовании журналистской деятельности из-за нападения на главреда «Эха Москвы в Оренбурге». Следственный комитет отказался возбуждать уголовное дело по статье 144 УК («Воспрепятствование журналистской деятельности») по факту нападения на главного редактора «Эха Москвы в Оренбурге» Максима Курникова. Об этом журналист рассказал «Медиазоне». Конфликт произошел 6 июля во время акции у местного штаба оппозиционера Алексея Навального. Курников снимал на телефон, когда местный предприниматель Александр Либкинд, по его словам, выбил у него из рук телефон. Затем товарищи Либкинда ногами отбрасывали детали разлетевшегося телефона в разные стороны, чтобы его труднее было собрать. СК решил, что Либкинд не знал о журналистской работе Курникова: на нем не было опознавательных знаков. Интервью, которые Курников брал у жены Либкинда, СК тоже не учел. Вместе с тем, Следственный комитет направил в МВД сообщение о преступлении по статье 167 УК («Умышленное уничтожение имущества»). Полиция уже трижды отказывалась заводить дело.

СЕНТЯБРЬ, 6
Газета «Бибирево – наш дом»
Газета «Бирюлево Восточное»
Газета «Звездный бульвар»
Газета «Орехово-Борисово Южное»
При написании заметок о мэре Москвы Сергее Собянине в районных газетах применяется правило «Три Москвы, три Собянина», согласно которому мэр должен упоминаться в тексте три раза. Об этом журналисту Алексею Ковалеву рассказали сотрудники районных газет. «Медуза» проверила несколько десятков публикаций: в большинстве случаев Собянина действительно упоминают в тексте ровно три раза. Иногда Собянин может фигурировать в заметке четыре раза, совсем редко - два раза. Такой принцип соблюдается, например, в газетах «Бибирево – наш дом», «Бирюлево Восточное», «Звездный бульвар» и «Орехово-Борисово Южное». Ковалев утверждает, что мэрия Москвы жестко контролирует редакционную политику районных газет: каждую неделю в редакции присылают методички, в которых описано, какие темы должны быть отражены в публикациях и как именно должны быть написаны заметки. В своем расследовании Ковалев опубликовал пример такой методички. В частности, в ней перечислены основные тезисы для статей о программе реновации в Москве: программа разработана по желанию самих москвичей, ее широко обсуждали, она гарантирует защиту прав собственников жилья.

СЕНТЯБРЬ, 6
Екатерина Винокурова
Специальный корреспондент информагентства Znak.com в Москве Екатерина Винокурова подала в ОВД «Северное Измайлово» заявление по поводу поступивших ей ранее угроз. Как написала Винокурова в телеграм-канале, заявление у нее приняли. «Это связано с радикальными «православными» и «Матильдой», - пишет журналист. Как прокомментировали в агентстве, Винокуровой стали поступать угрозы после публикации статей о депутате Госдумы Наталье Поклонской, которая является яростным противником еще не вышедшего фильма Алексея Учителя «Матильда». В частности, на «Фейсбук» Винокуровой пришло сообщение от пользователя под ником «Кертис Девис». «Ты скажи спасибо, что пока только письма пишут, если фильм выйдет, жди отвертки в бок в темное время суток в Измайловском районе», - говорилось в послании. Безусловно, руководители Znak.com очень встревожены подобным развитием событий. Да и в уральском медиасообществе поддерживают свою коллегу, тем более, что высказывание угроз в адрес журналистов после критических публикаций в последнее время не редкость.

СЕНТЯБРЬ, 7
Томас Нильсен
Печенгский районный суд Мурманской области отказал в административных исковых требованиях журналисту из Норвегии Томасу Нильсену, которому на пять лет запретили въезд на территорию России, сообщает агентство «Интерфакс». Нильсен требовал признать незаконными действия сотрудников УФСБ Карелии. «Никто до сих пор не объяснил Томасу Нильсену, какую угрозу он представляет для национальной безопасности России. При этом нарушается право Нильсена на въезд в Россию, на осуществление профессиональной деятельности журналиста. Мы сожалеем, что суд встал на сторону ФСБ. Мы будем оспаривать это решение», - заявил адвокат Иван Павлов, руководитель «Команды 29», который представляет интересы Нильсена. Томас Нильсен - главный редактор норвежского издания The Barents Observer. В марте 2017 года он попытался въехать в Россию через пропускной пункт «Борисоглебск», но его не пустили на территорию РФ. Сообщалось, что ему запрещен въезд в Россию на пять лет. При этом журналист уверял, что у него есть аккредитация в России, а также пятилетняя виза. Он направлялся в Мурманск в составе делегации парламента Дании. Позже в посольстве России в Норвегии пояснили, что запрет на въезд в Россию для главного редактора норвежского сетевого издания The Barents Observer Томаса Нильсена связан с так называемыми «стоп-листами», созданными в ответ на присоединение Норвегии к антироссийским санкциям.

СЕНТЯБРЬ, 7
Ольга Ли
Курский областной суд оставил в силе решение Ленинского районного суда Курска, признавший главного редактора газеты «Народной журналист» Ольгу Ли виновной в клевете в отношении судьи. Об этом сообщает адвокат Международной правозащитной группы Агора Роман Лызлов. 26 июня Ленинский районный суд Курска оштрафовал Ольгу Ли на 90 000 рублей за клевету (ч. 1 ст. 298.1 УК), обвинение о возбуждении вражды было снято. В марте 2016 года Ли записала ролик с критикой президента России, после чего в отношении нее были возбуждены сразу два уголовных дела - за клевету на судью Ленинского районного суда Людмилу Шуровую, а также за возбуждение ненависти либо вражды в отношении социальной группы (ч. 1 ст. 282 УК). Прокуратура просила суд оштрафовать Ли на 100 000 рублей. В ролике Ли обвинила судью того же Ленинского райсуда Курска Людмилу Шурову в нарушении конституционного принципа презумпции невиновности при рассмотрении одного из административных дел: судья оштрафовала на 30 000 рублей и назначила трое суток административного ареста внештатному сотруднику газеты, которая организовала одиночный пикет. В заметке указывалось, что в рамках рассмотрения дела Шурова «кричала, как хабалка» и признала вину корреспондента «еще до ознакомления с его материалами». Шурова пожаловалась в прокуратуру, которая, усмотрев в публикации признаки клеветы, передала материалы в СУ СКР для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

СЕНТЯБРЬ, 7
Егор Быков
В Брянской области клинцовские депутаты лишили журналиста аккредитации за «неуважение» к Гимну России - Егор Быков был отлучён от сессий горсовета Клинцов с формулировкой «ввиду систематического нарушения правил поведения во время исполнения Гимна Российской Федерации». Также депутаты посчитали, что журналист издания «Ваше личное дело» неуважительно относится и к самим участникам заседаний. Об этом сообщает журналист Александр Чернов в сообществе «Дискуссионный клуб Спорный разговор». «Оказалось, Быкову сказали «Ату!» за якобы неоднократно допускавшееся с его стороны «систематическое нарушение правил поведения во время исполнения гимна Российской Федерации на заседаниях городского Совета», и - довеском уже, видимо, - «неуважительное отношение к председательствующему, президиуму, депутатам городского Совета и депутатам Брянской областной Думы», то есть почти ко всем «отцам города» Клинцы, бывшим и нынешним. Александр Чернов уточняет, что одному депутату не понравилось, «что не смотрящий в рот журналист Быков, не переписывающий выхолощенные пресс-сводки, во время исполнения гимна при открытии и закрытии сессий Клинцовского горсовета стоит… с заведенными за спину руками и, самое страшное, с распахнутым пиджаком!». Редактор издания Елена Буйневич уже обратилась в городскую прокуратуру и Центр правовой защиты журналистов ОНФ с просьбами разобраться с решением депутатов, которое Чернов называет «возникшей на пустом месте дикой ситуации»: «когда не просто «наступают» на свободу слова, но когда отдельно взятые поместные «князьки» верят, что могут вытворять все, что им заблагорассудиться».

СЕНТЯБРЬ, 8
Юлия Латынина
Обозреватель «Новой газеты» и «Эха Москвы» Юлия Латынина покинула Россию после инцидента с возгоранием ее автомобиля. Об этом она рассказала в эфире своей передачи на радиостанции, сообщается на сайте varlamov.ru. «Я нахожусь за границей, мои родители тоже за границей. Вряд ли я собираюсь в ближайшее время в Россию», - сказала Латынина. Журналистка призналась, что ей «довольно страшно». «Я вот все время была хиханьки-хаханьки, а мне страшно то, что люди, которые это сделали, были готовы к человеческим жертвам», - добавила Латынина. Напомним, автомобиль Юлии Латыниной сгорел дотла утром 3 сентября. Родители Латыниной связывают инцидент с нападением на дом журналистки 19 июля. Сама журналистка позже сообщила, что, как установило следствие, поджог ее автомобиля был совершен умышленно. В Союзе журналистов России в связи с происшествием заявили, что намерены обратиться в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет России.

СЕНТЯБРЬ, 8
Андрей Русков
В Биробиджане по факту гибели 30-летнего журналиста, тело которого обнаружили в реке Бира, возбудили уголовное дело. Уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ («Убийство»). Ранее Следственный комитет информировал о процессуальной проверке. Основанием для ее проведения стало поступившее в следственные органы по городу Биробиджану сообщения о том, что в первой половине дня 28 августа в реке Бира вблизи железнодорожного моста было обнаружено тело неопознанного молодого мужчины. По результатам проведения комплекса проверочных мероприятий установлена личность погибшего – им оказался 30-летний Андрей Русков, журналист ОАО «Студия вещания Бествидео». Причем в понедельник, 28 августа, когда обнаружили тело, утром его видели на работе. Предварительная причина смерти – асфиксия в результате утопления в воде. Проводится судебно-медицинская экспертиза. «В ходе проверки следователем опрошены родственники, друзья и коллеги погибшего, просмотрены видеозаписи с камер наружного видеонаблюдения, и другие проверочные мероприятия. При осмотре тела погибшего обнаружены телесные повреждения – гематомы. Однако проверочными мероприятиями установить причину, по которой журналист оказался в воде, не представилось возможным. Принято решение о возбуждении уголовного дела, в рамках которого следственным путем проверить все версии произошедшего. В их числе несчастный случай, убийство, причинение смерти по неосторожности, самоубийство и другие», - сообщила 8 августа и.о. старшего помощника руководителя СУ СКР по Еврейской автономной области Алина Афанасьева. В пятницу, 8 сентября, следователи с привлечением сотрудников ГИМС МЧС России по ЕАО произвели следственный эксперимент. Его цель – установить место, откуда журналист мог попасть в воду. Кроме того, с участием сотрудников полиции осмотрена береговая линия Биры с целью обнаружения предметов, следов, имеющих значение для уголовного дела. «Прокуратура Биробиджана признала законным и обоснованным постановление о возбуждении уголовного дела по смерти 30-летнего журналиста Андрея Рускова. Расследование уголовного дела прокуратурой города взято на контроль», - отметила старший помощник прокурора ЕАО Жанна Крепкогорская.

СЕНТЯБРЬ, 9
Елена Надтока
В Ростовской области мировой суд Новочеркасска закрыл уголовное дело журналиста Елены Надтоки после того, как Верховный суд РФ отправил его на повторное рассмотрение. Судья отметила отсутствие в действиях подсудимой состава преступления. Напомним, журналист из Новочеркасска стала фигурантом уголовного дела в 2004 году после выхода в газете «Вечерний Новочеркасск» публикации, критикующей деятельность тогдашнего главы города. Автор использовал в тексте выражение «воровливый алтайский мужик». Мэр Новочеркасска подал заявление в мировой суд по статье «Оскорбление» (на тот момент это было уголовным преступлением). Исполняющей обязанности главного редактора в газете на тот момент была Елена Надтока, поэтому она также стала обвиняемой. Суд приговорил Елену к штрафу в 50 тыс. рублей. После безуспешных попыток оспорить приговор журналистка при поддержке юристов Центра защиты прав СМИ обратилась с жалобой в ЕСПЧ. Европейский суд стал на ее сторону, и уже в этом году дело Елены Надтоки рассмотрел Верховный суд ВФ. По его решению, дело было отправлено на повторное рассмотрение в суд Новочеркасска. Теперь адвокат журналистки Тумас Мисакян планирует обратиться в суд с заявлением о реабилитации Елены Надтоки и получении компенсации за несправедливое судебное преследование.

СЕНТЯБРЬ, 9
РЕН ТВ
Нижегородец Александр Викулов обратился в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации к телекомпании РЕН ТВ, которая анонсировала и выпустила в эфир фильм «Либералам – черным налом». Исковые требования предъявлены также к некоему Дмитрию Сорокину. Именно он утверждает, что господин Викулов якобы состоял в банде скинхедов-убийц, а также выдвигался депутатом на выборах от организации «Открытая Россия». «Выход программы на федеральном телеканале стал шоком для меня, моих друзей и близких. Просто как снег на голову, – рассказал «Козе» Александр Викулов. – Я лично не знаком с человеком, который говорит обо мне в программе как о своем знакомом. Он утверждает, что я принадлежал к некоей группировке. Это чистая ложь. Я никогда не был скинхедом и, тем более, никогда не убивал людей. Не представляю, что толкает людей на подобные комментарии». Господин Викулов отметил, что, действительно, выдвигался кандидатом в депутаты Афонинского сельского совета Кстовского района Нижегородской области, но от партии ЛДПР, а не от организации «Открытая Россия». «Более того, я давно сошел с выборной дистанции из-за того, что в жизни появились более интересные задачи в другой, не политической сфере», – подчеркивает истец. Александр Викулов просит суд признать не соответствующими действительности, порочащими его честь и достоинство, сведения, распространенные в фильме РЕН ТВ, обязав ответчиков дать опровержение в эфире телеканала и на его сайте. Он также считает справедливым назначить ему компенсацию морального вреда.

СЕНТЯБРЬ, 9
Надежда Афанасьева
Журналистку сайта делового журнала «Профиль» Надежду Афанасьеву уволили из-за материала о муниципальных выборах 10 сентября. В нем содержалась критика в адрес московских властей, которые фактически отказались от информирования москвичей о предстоящем в воскресенье голосовании. У себя в Фейсбуке Афанасьева рассказывает, что редактор потребовал переделать текст, но и тогда он не был опубликован. После того, как Афанасьевой сообщили об увольнении, она выложила свой материал в интернете на одной из свободных платформ.

СЕНТЯБРЬ, 9
Ольга Горохова
Следственным управлением СК РФ по Краснодарскому краю продолжается расследование уголовного дела в отношении бывшего руководителя департамента печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края Ольги Гороховой по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и п. «б» ст. 285.1 УК РФ («Нецелевое расходование бюджетных средств»). С июня 2016 года в отношении обвиняемой действует мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. По уголовному делу проведен ряд судебных экспертиз: бухгалтерских, почерковедческих, судебно-технических, финансово-экономических, допрошено большое количество свидетелей. На длительность расследования влияет и получение следствием в марте 2017 года Контрольно-счетной палаты Краснодарского края результатов проверки департамента информационной политики Краснодарского края по вопросам эффективности и целевого использования средств краевого бюджета на реализацию одной из подпрограмм государственной программы «Информационное общество Кубани». Для окончательной оценки действий обвиняемой необходимо получить заключение комплексной лингвистической, психологической судебной экспертизы, производимой экспертами в Пензенской области, о целесообразности оплаты за счет средства краевого бюджета по государственным контрактам за услуги телеканалов по размещению в телеэфире передач, якобы информирующих о деятельности администрации Краснодарского края и органов исполнительной власти Краснодарского края. Таким образом, проверке подлежат не только обстоятельства заключения государственных контрактов департаментом с ООО «Газетное издательство «Периодика Кубани» и ООО «Радиокомпания Радио РОКС – Регион», но и с различными телекомпаниями. Одним словом, проверят все СМИ, которые работали с издательством по контрактам и получали деньги за освещение деятельности власти. Так что стремление руководителей средств массовых информаций к бюджетному пирогу в данном случае для кубанских приближенных к власти СМИ обернулось на этот раз проблемой. Деньги-то давно уже закончились, а проблемы, как видим тянутся, и конца пока им не видно.

СЕНТЯБРЬ, 10
Телеканал «Санкт-Петербург»
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Максим Резник заявил о цензуре на городском телеканале «Санкт-Петербург» и привел в своем Facebook «очевидное доказательство» ее существования. Доказательство парламентария заключается в том, что, как он обратил внимание, на сайте телеканала не опубликован один из выпусков программы «Партбюро». В этом выпуске от 24 августа Резник, по его словам, рассказал телезрителям, «что программа выходит в записи и подвергается цензуре», а затем назвал губернатора Георгия Полтавченко и членов городского правительства «трусами и глупцами». Вопрос Павла Швеца, который пришел на эфир 7 сентября от Партии роста, о том, почему не опубликован эфир от 24 августа, ведущая, отмечает Резник, ответила так: «Все вопросы к руководству», а также попросила быть политкорректным. Теперь депутат намерен добиваться обнародования эфира, который не был выложен на сайте телеканала.

СЕНТЯБРЬ, 10
СМИ Перми
СМИ Ленинградской области
Издание «Молния»
В Перми, где проходят выборы губернатора края, председатель избирательной комиссии № 2841 запрещал СМИ вести фото- и видеосъемку. Запрет на съемку осуществлялся также в отношении издания «Молния» в Волжске (Марий Эл, досрочные выборы главы республики) на участке № 134. В Гатчине (Ленинградская область), где проходят дополнительные выборы депутата Госдумы, запрещали находиться на участке внештатному сотруднику СМИ.

СЕНТЯБРЬ, 11
«Эхо Москвы» в Пскове
В редакции псковского отделения радиостанции «Эхо Москвы» проводится обыск, сообщает станция со ссылкой на главного редактора Максима Костикова. Местное отделение, как пишет «Псковская лента новостей», входит в холдинг «Гражданская пресса». Издание утверждало, что обыски проходили также в холдинге, были изъяты договоры со «Справедливой Россией» и компанией «Империал». В «Империале» тоже проводились обыски, «Псковская губерния» называла официальную причину: размещение на здании ТЦ компании рекламы «Справедливой России». ПЛН пишет, что в рамках обыска «изъяты документы в рамках возбужденного накануне уголовного дела в отношении «Справедливой России». Не уточняется, о каком именно деле идет речь: юридические лица в России не могут становиться обвиняемыми в уголовных делах. Ранее в сентябре стало известно, что по жалобе от главы Пскова Ивана Цецерского из «Единой России» возбуждено уголовное дело на члена «Справедливой России» Олега Брячака. Цецерский якобы обладает записью, на которой Брячак «инструктирует своих агитаторов, как в день голосования приводить избирателей на выборы за 2 тысячи рублей"

СЕНТЯБРЬ, 12
Алексей Разоренов
Суд в Санкт-Петербурге обязал ректора Гуманитарного университета профсоюзов Александра Запесоцкого выплатить 50 тысяч рублей по иску медиаменеджера Алексея Разоренова о защите чести и достоинства, сообщает «Фонтанка.Ру» со ссылкой на адвоката Натэлу Пономареву. Такую сумму Запесоцкий должен выплатить за публикации в соцсети Facebook о Разоренове, который «несколько лет является чуть ли не главным объектом сетевых рассуждений ректора о петербургской журналистике». Изначально истец просил взыскать с ответчика миллион рублей моральной компенсации. В результате суд признал, что информация в некоторых публикациях Запесоцкого не соответствует действительности и является порочащей. Суд начал рассматривать дело в августе прошлого года. В апреле иск члена секретариата местного Союза журналистов, учредителя газеты «Мой район» Алексея Разоренова был удовлетворен частично - Петроградский суд взыскал с ректора 350 тысяч и обязал опубликовать опровержение. Запесоцкий обжаловал решение. Жалоба была рассмотрена 12 сентября, в результате размер моральной компенсации был снижен до 50 тысяч. В остальном решение Петроградского оставлено без изменений. Оно уже вступило в силу.

СЕНТЯБРЬ, 12
Фонд борьбы с коррупцией
Бизнесмен Сергей Михайлов, известный под кличкой Михась, подал новый иск о защите чести и достоинства к Фонду борьбы с коррупцией (ФБК) и его основателю Алексею Навальному. Об этом Интерфаксу сообщила пресс-секретарь Люблинского суда Москвы Людмила Морозова. Михайлов потребовал признать не соответствующей действительности информацию и удалить материал под заголовком «Все-таки дарил Путин часы С. Михайлову, главе солнцевской ОПГ», который был опубликован в августе на сайте Навального. В нем оппозиционный политик прикрепил фотографию документа, подтверждающего, что Владимир Путин дарил часы Михайлову. Ранее пресс-секретарь президента опроверг эту информацию. С чем именно связаны претензии истца, не уточняется.

СЕНТЯБРЬ, 12
«Новая газета»
Басманный суд Москвы отклонил иск основателя проекта GayRussia Николая Алексеева к «Новой газете», сообщает РАПСИ со ссылкой на пресс-секретаря суда Юнону Цареву. В статье «Новой», которая стала причиной иска, утверждается, что преследования геев в Чечне были спровоцированы заявленными ЛГБТ-активистами уведомлениями о проведении акций. Сам Алексеев утверждает, что не подавал заявок на проведение акций в Чечне, а уведомления, которые подали в других субъектах РФ, не нарушают российского законодательства в части проведения митингов и публичных мероприятий. В своем иске о защите чести и достоинства активист требовал, чтобы газету обязали опровергнуть утверждения о его связи с преследованиями геев в Чечне. Также истец просил взыскать с издания миллион рублей в качестве компенсации морального вреда. Напомним, в начале апреля «Новая газета» писала, что в последние несколько месяцев в Чечне свыше ста человек были задержаны по подозрению в нетрадиционной сексуальной ориентации. По данным издания, задержанных помещали в секретные тюрьмы и пытали, заставляя назвать имена других гомосексуалов. Газета сообщала, что три человека были убиты. Власти Чечни назвали информацию издания ложью. Официальные проверки информацию о преследовании геев в Чечне не подтверждают.

СЕНТЯБРЬ, 13
Александр Соколов
В Москве сгорела квартира журналиста РБК Александра Соколова. Об этом сообщается в фейсбуке Соколова, который в августе был осужден на 3,5 года колонии за экстремизм. Мать журналиста Наталья Соколова заявила, что, по версии МЧС, пожар возник из-за внешних причин. Предположительно, в квартиру через окно попал непотушенный окурок сигареты. При этом Соколова возражает против такой версии, указывая, что в квартире было открыто только одно окно - фрамуга была откинута внутрь на 15 сантиметров. В квартире сгорела или пострадала от огня вся мебель и большая часть бытовой техники. 10 августа судья Тверского районного суда Москвы Алексей Криворучко признал Александра Соколова виновным в организации деятельности экстремистской организации. По версии следствия, Соколов и другие фигуранты дела продолжали деятельностью запрещенной в России организации «Армия воли народа». Под этой деятельностью подразумевается подготовка референдума «За ответственную власть». Соколов свою вину не признал и от дачи показаний в суде отказался.

СЕНТЯБРЬ, 13, 28
Алексей Псковитин
В Кемерово в квартиру блогера, одного из ведущих канала «Немагия» на YouTube Алексею Псковитину пришли с обыском. Об этом сообщил в соцсети «ВКонтакте» его соавтор по каналу Михаил Печёрский. Как сообщает «Медуза», на блогера завели уголовное дело по статье о клевете. Об этом изданию рассказал адвокат Сергей Воронин. Также он добавил, что следственная группа прилетела в Кемерово из Москвы. По его мнению, обыск могут провести и у Печёрского. Причина возбуждения дела о клевете не сообщается. Наказание по этой статье предусматривает штраф до миллиона рублей или обязательные работы. 8 августа «Немагия» выпустила ролик с критикой бизнесмена Олега Тинькова и созданного им Тинькофф-банка. При этом в описании к ролику говорилось, что все персонажи вымышленные, а совпадения случайны. Тиньков подал на Псковитина и Печёрского в суд иск о защите деловой репутации на 500 тысяч рублей. Роскомнадзор решил заблокировать ролик «Немагии». Канал «Немагия» был создан в 2009 году. В начале Псковитин выкладывал видео, где раскрывал секреты фокусов. Позже к нему присоединился Печёрский. Видео на социальные темы они стали записывать только в последние несколько лет. Активно освещают события, касающиеся Алексея Навального. 28 сентября адвокат блогеров YouTube-канала «Немагия» Александр Зинуров получил ходатайство о прекращении уголовного дела по заявлению банкира Олега Тинькова. Об этом он сообщил «Ведомостям». «По уголовному делу получили ходатайство о прекращении дела за примирением сторон. Со стороны Тинькова», - сказал Зинуров. Он добавил, что получено также заявление об отказе иска в Арбитражном суде. 24 августа «Тинькофф банк» подал иск в суд к авторам «Немагии» за ущерб деловой репутации. Поводом для разбирательства стал 44-минутный ролик с разоблачениями Олега Тинькова. Позже банкир пообещал отозвать свой иск.

СЕНТЯБРЬ, 14
Портал «Компромат.Ру»
Портал «Компромат» попал под полную блокировку. Ранее блокировались только отдельные ссылки портала, и почти все - за нарушение закона о персональных данных тех лиц, в отношении которых были публикации-расследования на «Компромате». В России 14 сентября стал недоступен сайт comporomat.ru и его «зеркало» kompromat.ru. Поводом для этого стало решение Мосгорсуда, удовлетворившего жалобу ООО «Малибу» о защите «Объектов авторских и (или) смежных прав», т.е. по реализации «антипиратского закона». Претензии ООО «Малибу» вызвала статья «Рекламная паутина», рассказывающая о деятельности BBDO Group Russia (филиала крупнейшей мировой рекламно-коммуникационной группы BBDO Worldwide). Сама публикация является перепечаткой с другого сайта, где она в данный момент отсутствует. Суд, тем не менее, вынес такое итоговое решение. Ранее под блокировку уже попадали целые «пакеты» статей на Compromat.Ru, которые, по мнению истцов и судебных органов, нарушали закон «о персональных данных».

СЕНТЯБРЬ, 14
Руслан Соколовский
Адвокат Алексей Бушмаков направил в президиум Свердловского областного суда кассационную жалобу на приговор видеоблогеру Руслану Соколовскому. Об этом сообщает РИА «Новости». 11 мая суд приговорил Руслана Соколовского к трем с половиной годам лишения свободы условно. По мнению суда, блогер виновен в оскорблении чувств верующих, возбуждении ненависти либо вражды, а также в незаконном использовании специальной техники. 7 июля суд апелляционной инстанции смягчил наказание Соколовскому до двух лет и трех месяцев условного срока. Из обвинения исключили ст. 138.1 УК («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»). Эта статья была добавлена в дело после того, как во время обыска у Соколовского обнаружили ручку с видеокамерой. 14 июля блогера внесли в список экстремистов и террористов на сайт Росфинмониторинга. Все его банковские счета заблокировали.

СЕНТЯБРЬ, 15
47news
В Ленинградском областном суде утром судебные приставы Ленинградского УФССП в грубой форме попытались выдворить из зала суда журналиста 47news, который пришел на открытое заседание по уголовному делу о похищении и убийстве сотрудницы всеволожского Росреестара Натальи Захаровой. Судебные приставы стали проявлять агрессию еще до начала заседания, пытаясь помешать фотосъемке с криками «убирай патлатого», видимо, имея в виду фотографа 47news. Когда подсудимые, их защита и публика зашли в зал заседаний, следом вошел и корреспондент 47news. Но вновь стал объектом пристального интереса приставов. Один из них, с блатной интонацией, объяснил, что корреспонденту нужно выйти. В конце концов, журналиста схватили под руки и отпустили только когда мизансцену стали фотографировать. В процессе объяснений приставы пытались забрать у корреспондента мобильный телефон, сумбурно поясняя, что он будет использоваться как фотоаппарат. Отметим, что судьи в этот момент в зале не было, и заседание не было объявлено закрытым.

СЕНТЯБРЬ, 15
Сайт Worldview of Russian Civilization
Жалобу о блокировке сайта Worldview of Russian Civilization подал его владелец, житель Брянска Евгений Булгаков. Из материалов дела следует, что в 2012 году прокуратура Ростова-на-Дону потребовала заблокировать несколько сайтов, опубликовавших книгу из списка экстремистских материалов. Булгаков незамедлительно удалил материал, но сайт так и не был разблокирован.

СЕНТЯБРЬ, 15
Сайт «Каспаров.ру»
Сайт «Грани.ру»
Сайт «ЕЖ.ру»
Сайт «Роскомсвобода»
Сайт
Worldview of Russian Civilization
Европейский суд по правам человека начал рассмотрение жалоб на блокировку в России сайтов «Каспаров.ру», «Грани.ру», «ЕЖ.ру», «Роскомсвободы» и Worldview of Russian Civilization. Все жалобы были объединены в одно дело. Об этом газете «Коммерсант» рассказал юрист «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян. В рамках дела ЕСПЧ уже попросил российское правительство объяснить, являются ли законы о блокировках сайтов «достаточно точными и предсказуемыми в применении» и «дают ли они достаточную степень защиты от произвола». Ответить российские власти должны до 15 января следующего года. Как отмечают юристы, ЕСПЧ до сих пор практически не выносил решений о блокировках информации в интернете, поэтому «российские дела зададут стандарты для всей Европы». Напомним, Роскомнадзор закрыл доступ к сайтам «Каспаров.ру», «Грани.ру» и «ЕЖ.ру» в 2014 году по так называемому закону Лугового, который дает Генпрокуратуре право без суда блокировать сайты с «призывами к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в несанкционированных властями публичных акциях». «Роскомсвободу» заблокировали в прошлом году по требованию Анапского городского суда. Причиной стал материал об обходе блокировок в Сети. Worldview of Russian Civilization был заблокирован по требованию прокуратуры Ростова-на-Дону.

СЕНТЯБРЬ, 15
Тарас Ибрагимов
В Симферополе на бульваре Франко российские силовики задержали корреспондента ресурса article20.org Тараса Ибрагимова и адвоката Эмиля Курбединова. Об этом на своей странице в Facebook сообщил Тарас Ибрагимов. «Задержали на бульваре Франко, пригнали три-четыре машины полиции, человек 20 полицейских. Сейчас в городском отделе полиции с Эмилем Курбединовым и еще парой активистов. Никаких пояснений, за что и почему. Классика жанра», – написал журналист. В то же время адвокат Эмиль Курбединов в Facebook опубликовал видеообращение, в котом рассказал, что его, Ибрагимова и других людей задержали якобы за участие в митинге. «Нам поясняют, что был какой-то митинг, скандирования. Хотя это какая-то чушь. После того, как мы вышли из здания ФСБ, подъехало очень много полиции, мы направляемся в городской отдел. Часть повезли в Киевский райотдел, часть, вроде бы, на Павленко», – сообщил Курбединов.

СЕНТЯБРЬ, 18
Телеканал «Дождь»
Останкинский районный суд Москвы отклонил иск о защите чести и достоинства, поданный активистами недавно созданного межрегионального общественного движения «Народное единство». Горняки города Гуково (Ростовская область) долгое время требуют выплат всех долгов по зарплате (основная часть их уже погашена, в том числе и за счёт бюджета Ростовской области), а их представители занимаются ещё и активной общественной деятельностью. В своём иске в суд они написали, что их оскорбило высказывание главы ВЦИОМа Валерия Федорова в эфире телеканала «Дождь». Поводом для иска стало его интервью «Дождю», где Федоров прокомментировал высказывание телеведущего Владимира Соловьева о выходящих на оппозиционные митинги «2% дерьма». В ответ на вопрос ведущей «Дождя» Анны Немзер имеет ли Федоров в виду именно участников протестных митингов, он сказал, что относит к «дерьму» тех людей, которые «вовлекаются в дискуссии о судьбах России, на самом деле не будучи озабоченными этой судьбой». «Это люди, у которых нет любви к нашей Родине, это люди, у которых нет желания сделать ее лучше, это люди, которые готовы всегда критиковать, протестовать по поводу и без повода, касается их это или нет», - сказал Федоров. По его мнению, таких россиян - «вообще порядка 15%» и они «настроены негативно по отношению к курсу Владимира Путина, к его режиму и отчасти к его персоне». Инициативная группа бастующих горняков сочла это высказывание «публичным оскорблением многочисленной социальной группы, выступающей против несправедливости политического и экономического строя России и стремящейся его изменить». Истцов по делу было пятеро: четыре представителя инициативной группы и руководитель центра экономических и политических реформ Николай Миронов. Целью своего иска к главе ВЦИОМ они назвали публичное осуждение чиновников за их отношение к народу. После подачи иска Федоров прислал инициативной группе письмо, в котором заявил, что своим высказыванием не хотел никого обидеть и сочувствует проблемам бастующих шахтёров. Обвинение в свой адрес в их оскорблении он не признал. Для подкрепления своей точки зрения истцы представили в суд заключение лингвиста, который пришел к выводу, что Федоров оскорбительно охарактеризовал конкретную группу лиц - россиян, настроенных против действующей власти. В ответ руководитель юридической службы «Дождя» Екатерина Назарова заявила на заседании суда, что высказывание главы ВЦИОМа о числе недовольных было не утверждением факта, а мнением, которое невозможно проверить на соответствие действительности. «Чтобы речь шла о нарушении чести и достоинства, распространенные сведения должны носить фактологический характер, а не быть суждением или оценкой. Они должны быть признаны недостоверными, и главное, они должны порочить конкретное физическое лицо, которое можно идентифицировать. В данном случае нет оснований считать, что сами истцы непосредственно затронуты этим высказыванием», - сказала Назарова. Истцы просили привлечь в качестве соответчика Владимира Соловьева, однако в рамках производства по данному делу судья Валерия Беднякова сочла это невозможным. Из вынесенного ею решения следует, что она, как и ответчики по этому делу, не поняла, почему истцы отнесли высказывание руководителя ВЦИОМ Федорова на свой счёт. Когда одна из истиц Галина Коренева не без пафоса произнесла: «От телевидения зависит мышление нашей молодежи, поэтому люди должны отвечать за то, что там произносится», судья её спросила: «Вы, наверное, готовите дома?». «Конечно!», - ответила Коренева. «А если вы услышите по телевизору, что многие люди плохо готовят, вы отнесете это на свой счет?» - парировала судья. «А почему я должна это относить на свой счёт?» - удивилась истица. На самом деле, если следовать логике активистов из Гуково, исков к самим телекомпаниям, берущим интервью у самых разных людей (а не только к героям их передач за их высказывания), может быть подано великое множество – по числу «социальных групп, выступающих против несправедливости политического и экономического строя России и стремящейся его изменить».

СЕНТЯБРЬ, 18
Газета «Челябинский рабочий»
Старейшая газета Южного Урала, (108 лет со дня основания) «Челябинский рабочий» уходит с молотка. Год назад газета приказала долго жить, выпустив последний прощальный номер. Начальная цена торгов определена в 500 тысяч рублей. Так решило собрание кредиторов. Вместе с «ЧР» продаются также коммерческое издание газета «Тумба», (за 2,6 млн рублей), сайт Mediazavod.ru (ранее во многом дублировал публикации «ЧР», (1,6млн), офисы редакции (11-12 млн рублей каждый) и гаражи в центре Челябинска. На сайте банкротств сообщается также о продаже всякого остаточного имущества редакции на 100 тысяч рублей, ЗАО «ЧР-Менеджер», по прямым договорам с покупателями без проведения торгов. Все выставленное на продажу имущество до недавнего времени принадлежало учредителям «ЧР», а не коллективу газеты. Газета объединяла под своим «зонтиком» несколько юридических лиц, основным из которых являлось ЗАО «ЧР-Менеджер». Арбитражный суд Челябинской области в апреле 2017 года ввел процедуру банкротства – конкурсное производство в отношении издателя газеты, ЗАО «ЧР-Менеджер». Этого потребовали сотрудники газеты. Много лет, начиная с момента приватизации издания и до 2016 года, акционерное общество усиленно накапливало долги перед поставщиками услуг, ПФР, налоговой и коллективом газеты. Сегодня долги кредиторам перевалили за 27 млн рублей, а долг по зарплате сотрудникам превысил 14 млн. И, похоже, получить когда-либо свою зарплату журналисты уже не надеются. Говорят, в списке очередности выплат эта строка стоит последней, несмотря на законодательство, предписывающее в первую очередь отдавать долги по заработной плате.

СЕНТЯБРЬ, 18
Первый канал
Бывший редактор Высшей лиги КВН, капитан команды «СОК» Дмитрий Колчин рассказал о цензуре, с которой сталкивался при подготовке шоу. В ходе интервью YouТube-каналу Wanna Banana он обвинил Первый канал в ограничениях на ряд тем для номеров команд. По его словам, в КВН пропали номера про президентов, а оставшиеся редкие скетчи стали «обязательно комплиментарными». Кроме того, он рассказал, что, когда одна из команд на генеральном прогоне исполнила номер про разборку балкона под песню Виктора Цоя «Перемен», пришел некий человек и сказал, что «данную мелодию на Первом включать нельзя, так как она ассоциативно связана с недовольством властью». Колчин уточнил, что «люди», которые решают судьбу того или иного номера, работают на Первом канале.

СЕНТЯБРЬ, 18
Юрий Хованский
Неизвестные выломали дверь в квартиру блогера Юрия Хованского, который ранее публично встал на защиту ведущих YouTube-канала Nemagia в их конфликте с основателем «Тинькофф банка». Более того, Хованский по рекомендации адвокатов удалил с видеохостинга и свои ролики об Олеге Тинькове. «Остаюсь при своем мнении, но более не могу выражать его публично. Спорить с результатами экспертизы, зная судьбу Тесака, не хочу, выбитых дверей более не желаю. Моя крепость выдержит налет десяти Калашниковых, но мне практически нечего противопоставить полицейским, топ-адвокатам, обыскам, проверкам и конфискациям…» - написал блогер на своей странице в «ВКонтакте». Хованский также опубликовал фотографию выбитой двери и копию письма с претензиями от Тинькова. В документе банкир требует удалить ролики «Тиньков, ты не прав» и «Обыски у Nemagia - Тиньков беспределит», в которых блогер поддержал авторов канала Nemagia Алексея Псковитина и Михаила Печерского.

СЕНТЯБРЬ, 19
Николай Касьянов
Городской суд Пятигорска (Ставропольский край) вынес решение по иску управления охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики, управления охраны культурного наследия КЧР и администрации Зеленчукского муниципального района к жителю Пятигорска Николаю Касьянову. ФЗГ писал, как вышеперечисленные истцы требовали от блогера, чтобы он опроверг свои слова, помещенные на сайте «Кавказского узла» об экологическом бедствии Архыза, - это, мол, подрывает имидж горного курорта и деловую репутацию ведомств (см. монитор за август 2017 года). В ходе судебного следствия были изучены не только бодрые отчеты истцов о том, как они напряженно работали над мусорной проблемой и как проведенные контрольные мероприятия не выявили нарушений, но и видеозаписи мусорных свалок, сделанные ответчиком - в том числе, после подачи чиновниками иска в суд. На них прекрасно просматриваются масштабы мусорных свалок на территории Архыза. В результате суд в иске всем троим заявителям отказал и постановил всем ведомствам солидарно выплатить ответчику затраты на адвоката в сумме 30 тысячи рублей.

СЕНТЯБРЬ, 19
Владимир Гарначук
Руководителя организации «Чистый берег. Крым» Владимира Гарначука вызывают на беседу в Управление внутренних дел западного округа Москвы. Полиция проводит проверку по жалобе на деятельнось активиста в интернете. Об этом пишет «Крым. Реалии» со ссылкой на активиста. «Поступило какое-то заявление на меня о том, что я веду слишком активную деятельность в интернете, делаю много публикаций, которые кому-то не нравятся. Но вот они проводят проверку, вариантов два: либо возбуждение уголовного дела, либо отказ», - цитирует Гарначука издание. Теперь он ждет официальную повестку на допрос. Владимир Гарначук выступает в СМИ с комментариями действий российской власти в Крыму, коррупционных скандалов, расхода средств Федеральной целевой программы на полуострове.

СЕНТЯБРЬ, 19
Эрик Китуашвили
Основатель сообщества «Смотра.ру», видеоблогер Эрик Китуашвили, которого обвиняют в мошенничестве со страховкой и отмывании денег, отказался признать свою вину. Об этом блогер заявил после оглашения прокурором обвинительного заключения в Дорогомиловском суде Москвы, который сегодня приступил к слушаниям по существу уголовного дела. Напомним, Китуашвили обвиняется по трем эпизодам мошенничества: первый касается инсценировки хищения трех застрахованных автомобилей - Lexus LS430, Mercedes SL 55 AMG, BMW М5l - и получения за них по ложным документам страхового возмещения. Второе обвинение предъявлено по делу о легализации денежных средств, полученных со страховой компании. Третий эпизод касается инсценировки угона с Каргопольской улицы в Москве BMW 745i и получению за автомобиль 1,2 млн рублей страховых выплат. Общий ущерб оценивается в сумму около 10 млн рублей.

СЕНТЯБРЬ, 19
Саида Вагабова
Барият Идрисова
Следователи в Махачкале спустя три месяца после нападения на корреспондента «Кавказского узла» возбудили уголовное дело по статье, предусматривающей до шести лет лишения свободы. Как сообщал «Кавказский узел», 12 июня на митинге сторонников Навального в Махачкале несколько провокаторов атаковали прибывших на место события журналистов. Один из провокаторов сломал видеокамеру корреспондента «Кавказского узла», которая обратилась в полицию после нападения. У журналиста «Черновика» Саиды Вагабовой выбили из рук телефон, а у ее коллеги Барият Идрисовой телефон выхватили из рук. Журналистам «Черновика» было отказано в возбуждении уголовного дела после заявлений о нападении и воспрепятствовании профессиональной деятельности. Полиция 6 июля сообщила, что не нашла состава преступления в действиях провокаторов, напавших на журналистов на митинге 12 июня в Махачкале. «Черновик» обжаловал отказ полиции в возбуждении уголовного дела, направив жалобу в прокуратуру. Надзорный орган направил материалы на дополнительную проверку, информация о результатах проверки пока не поступала. По словам адвоката Ахмеда Эльмурзаева, он получил постановление о возбуждении уголовного дела по факту нападения на корреспондента «Кавказского узла». Уголовное дело возбуждено по статье 144 УУ РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). Статья предусматривает такие виды наказания, как принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до шести лет. В постановлении о возбуждении уголовного дела отмечается, что 12 июня 2017 года «неустановленное лицо имело умысел на воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста с целью принуждения его к отказу в распространении сведений о происходящем митинге». Неизвестный стал требовать от корреспондента «прекратить снимать происходящее на видеокамеру, после чего, с применением насилия, повредил монитор видеокамеры», говорится в постановлении от 13 сентября 2017 года. Уголовное дело возбуждено следственным отделом по Советскому району Махачкалы СУ СКР по Дагестану. «Органы МВД Дагестана после нападения на корреспондента «Кавказского узла» не произвели должную проверку фактов. В итоге уголовное дело было возбуждено следственным отделом по Советскому району Махачкалы СУ СКР по региону. Теперь должны быть проведены следственные действия, направленные на установление личности нападавшего, оценен материальный ущерб», - сказал адвокат Ахмед Эльмурзаев. Напомним, 16 июня «Черновик» сообщил, что личности троих человек, напавших на журналистов на акции сторонников Навального в центре Махачкалы 12 июня, установлены по фотографиям с места событий. В числе нападавших были названы чиновник махачкалинской мэрии и предприниматель из Тляратинского района.

СЕНТЯБРЬ, 19
Газета «Известия»
В Москве из-за анонимных сообщений с угрозами минирования были эвакуированы редакция газеты «Известия», кинотеатр «Звездный» и бар «Камчатка», сообщил «Интерфаксу» информированный источник. По словам собеседника агентства, в полицию поступили сообщения, что в этих зданиях заложены взрывные устройства. Сотрудники правоохранительных органов эвакуировали около тысячи человек, для проверки сообщений в здания направили кинологов со служебными собаками.

СЕНТЯБРЬ, 20
Валерий Пашков
В ФЗГ обратился редактор газеты «По существу» (Красноармейск, Московская область) Валерий Пашков. Он сообщил, что в Красноармейске 15 сентября состоялось «Отчётно-выборная конференция городского совета ветеранов», верхушка которого «с давних пор игнорирует законы об общественных объединениях и ветеранах, а также устав областной ветеранской организации. Но то, что произошло 15 сентября, повергло в шок местные органы самоуправления и орган общественного контроля - Общественную палату. Тусовка, по-другому не скажешь, собиралась по приглашениям. Никакой попытки избрать делегатов на «конференцию» не предпринималось. Мандатной комиссии не было. Не будем перечислять всего обширного набора нарушений. Дадим акцент на то, что меня, журналиста, устроители публичного мероприятия не пустили на него, припомнив мне критические замечания в моей газете в адрес самозванного правления, запустившего работу. Вот такие в Красноармейске «учителя подрастающих поколений». Согласен: правовому нигилизму они научить могут успешно. Моей профессиональной деятельности они воспрепятствовали, причём вызывающе.

СЕНТЯБРЬ, 20
Все СМИ
Суд по делу бывшего министра экономического развития России Алексея Улюкаева решил в закрытом режиме допросить генерала ФСБ Олега Феоктистова, которого называют инициатором уголовного преследования Улюкаева. Журналистов попросили покинуть зал заседаний. Дело Улюкаева рассматривалось в зале на четвертом этаже Замоскворецкого суда Москвы. Как сообщает «Медиазона», журналистов попросили спуститься на первый этаж. «Вы перекрыли коридор, вы можете что-то услышать», - заявил судебный пристав корреспондентам, которые оставались на четвертом этаже. Защита Улюкаева выступила против допроса Феоктистова в закрытом режиме. «Речь идет о допросе лица, который на момент событий занимал должность в частной компании. Никаких обстоятельств, препятствующих его допросу в открытом заседании, я не вижу», - заявила адвокат Виктория Бурковская. Алексея Улюкаева обвиняют в получении взятки от главы «Роснефти» Игоря Сечина. Генерал Олег Феоктистов в течение полугода возглавлял службу безопасности «Роснефти». «Новая газета» писала, что именно Феоктистов был инициатором дела Улюкаева. Бывший министр на одном из заседаний суда обвинил Сечина и Феоктистова в провокации взятки.

СЕНТЯБРЬ, 20
Дмитрий Козенко
Управление Роскомнадзора по Саратовской области возбудило дело об административном правонарушении в отношении главного редактора «Газеты недели в Саратове» Дмитрия Козенко. Определение надзорного органа было подписано сегодня, 20 сентября, ведущим специалистом - экспертом Ксенией Селезневой. Роскомнадзор проводит административное расследование по данному делу по публикации «Буря, скоро грянет буря...» в рубрике «Беседы с инсадером» в №31 (445) «Газеты недели в Саратове», вышедшей 5 сентября. «Обнаружены признаки нарушения законодательства о выборах и референдумах Российской Федерации, выразившиеся в обнародовании результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»)», - сказано в определении Роскомнадзора. Надзорный орган считает необходимым взять объяснения у Дмитрия Козенко. «Передо мной документ с очень серьезным заголовком «Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования». Первый абзац не менее серьезен. В нем сообщается, что ведущий специалист – эксперт отдела контроля (надзора) Ксения Селезнева проводила мониторинг печатного СМИ «Газета недели в Саратове» и обнаружила «признаки нарушения законодательства о выборах и референдумах выразившееся в опубликовании прогнозов результатов выборов». Теперь конкретно абзац из статьи «Буря, скоро грянет буря…» в которой г-жа Селезнева нашла признаки нарушения закона: «Говорят, что Самсонову в думу пропустят, а жириновцы удовлетворятся вторым местом на выборах губернатора. - Очень смешно, и какой процент получит господин Денисенко? - 7 процентов. А Радаев – 70. - Забавно». Вот это и является, по мнению г-жи Селезневой, прогнозом. Вообще-то это рубрика «Беседы с инсайдером», где собираются разного рода политические слухи и сплетни. Более того это юмористическая рубрика. И это нельзя не заметить».

СЕНТЯБРЬ, 20
Сергей Сметанкин
В Серпухове Московская область) главный редактор ресурса «СМИтанка» Сергей Сметанкин вышел из дома и подошел к припаркованной во дворе машине. На левом зеркале заднего вида висела привязанная за чеку граната. С. Сметанкин считает произошедшее угрозой в его адрес. Обстоятельства выясняются сотрудниками правоохранительных органов. Уместно заметить, что летом 2013 году был сожжен автомобиль С. Сметанкина.

СЕНТЯБРЬ, 20
Газета «ТОН-М»
Известная на юге Красноярского края газета «ТОН-М», главный редактор которой был убит в соседнем с Хакасией Минусинске весной нынешнего года, временно не будет издаваться. Об этом 19rus.info сообщил друг и коллега бывшего главреда Александр Томских. Очередной выпуск издания должен был выйти 22 сентября. Но этого не случилось. «Временные трудности», - прокомментировал ситуацию Томских. Связаны эти трудности, по его словам, с результатами минувших выборов. Теперь у газеты грядет смена учредителя. На решение организационных моментов, утверждает респондент агентства, понадобится примерно месяц. Все это время газета выходить не будет.

СЕНТЯБРЬ, 20
Газета «Тридевятый регион»
Издатель газеты «Тридевятый регион» (Калининград Борис Образцов написал заявление в следственное управление СК России с просьбой привлечь к ответственности врио заместителя председателя правительства Калининградской области Александра Торбу. Как сообщил издатель корреспонденту «Росбалта», у него есть информация о том, что чиновник может быть причастен к распоряжению об изъятии и уничтожении тиража очередного номера газеты. По словам Бориса Образцова, в муниципалитетах Калининградской области ему подтвердили информацию, что есть распоряжение властям газету изымать и уничтожать. Издатель теряется в догадках, что могло вызвать такую реакцию чиновников. В очередном номере было опубликовано несколько актуальных материалов о региональной политике. «В разделе «Говорят, что…» было упомянуто в качестве коротких слухов о том, что вице-губернатор не очень удачно провел выборы в муниципалитете Пионерский и пытается там «продвинуть» человека с очень негативной репутацией», - уточнил Образов. По словам издателя, он надеется, что теперь следователи установят причины нелюбви чиновников к номеру газеты.

СЕНТЯБРЬ, 20
Карен Сахинов
Артем Высоцкий
Станислав Горячих
Судьи Европейского суда по правам человека отказались от пересмотра дела об избиении в 2007 году в Ингушетии правозащитника Олега Орлова и троих журналистов «Рен ТВ». 23 ноября 2007 года в Назрани были похищены и избиты правозащитник Олег Орлов и журналисты Рен ТВ Карен Сахинов, Артем Высоцкий и Станислав Горячих. Похитители отобрали у них документы, аппаратуру, средства связи и угрожали физической расправой. Пострадавшие обратились с жалобой в Европейский суд по правам человека, который пинял решение об ответственности за нападение сотрудников силовых структур РФ. По решению Европейского суда по правам человека российские власти были обязаны выплатить пострадавшим компенсацию на общую сумму в 84 тысячи евро. Но Минюст России оспорил данное решение Европейского суда о похищении и жестоком обращении со стороны представителей государства, а также незаконно лишении свободы, изъятии личных вещей и отсутствия эффективного расследования инцидента властями. После этого Минюст РФ потребовал от Европейского суда пересмотра дела, но в суде отказали в данном требовании, сообщает «Кавказский узел».

СЕНТЯБРЬ, 21
Все СМИ
Апелляционная инстанция Пермского краевого суда рассмотрела в открытом процессе уголовное дело бывшего полицейского Андрея Яковлева, признанного виновным в избиении свидетеля. Уволенный из полиции лейтенант стал командиром-воспитателем ГАОУ «Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина» и очень не хотел огласки о своем рукоприкладстве. «Ходатайствую об исключении представителя СМИ, так как его публикации отрицательно действуют на мою личную жизнь и работу», - заявил подсудимый А. Яковлев на слушаниях уголовного дела в первой инстанции еще 10 июля 2017 года. Адвокат Александр Цуканов поддержал просьбу подзащитного, адвокат Леонид Килин оставил вопрос на усмотрение суда. Гособвинитель Александр Захаров возразил, напомнив: «У нас открытое судебное заседание, любое лицо может присутствовать». Судья Дзержинского районного суда Перми Светлана Треногина решила: «Отказать в удалении прессы, судебное заседание – открытое». Пермский краевой суд 21 сентября оставил без изменения ранее вынесенный приговор. Наказание - 3 года условного заключения с испытательным сроком 4 года, лишение права в течение 2 лет занимать должности в правоохранительных органах с обязанностью ежемесячно регистрироваться в уголовно-исполнительной инспекции.

СЕНТЯБРЬ, 21
Газета «Вечерний Екатеринбург»
Газета «Вечерний Екатеринбург» сократит частоту выхода печатной версии до трех в неделю. Издание будет выпускаться во вторник, четверг и пятницу. Как рассказал главный редактор издания Лев Кощеев, «бумажная версия «Вечернего Екатеринбурга» будет выходить с ограниченной частотой и полосностью в ближайшие несколько недель, интернет-версия будет по-прежнему выходить семь дней в неделю». По его словам, бумажная версия вернется к прежнему режиму выхода после завершения реорганизации. Напомним, в феврале этого года медиахолдинг «Уральский рабочий» (занимается выпуском газет «Уральский рабочий» и «Вечерний Екатеринбург») сменил владельца. Новым собственником стал Сергей Таушканов, считающийся близким к руководителю администрации губернатора Свердловской области Владимиру Тунгусову. Решение о продаже было связано с финансовыми трудностями холдинга.

СЕНТЯБРЬ, 21
«Яндекс»
В связи с визитом президента Владимира Путина в главный офис компании «Яндекс» на работу запретили выйти части сотрудников. Как сообщает «Медиазона» со ссылкой на собственные источники, сотрудников не пустили люди в форме Федеральной службы охраны. Один из таких источников рассказал изданию, что попал в «оппозиционные списки». О наличии «черных списков» сотрудников интернет-компании в распоряжении ФСО раньше также сообщал на своей странице в Facebook сотрудник Алексей Сокирко. «Приехал на работу, но меня туда не пустили. Сегодня на мою работу приезжает Путин, а я в каких-то фсошных черных списках, - пишет Сокирко. - Меня не пустили в КР1 и КР2, и меня это особенно не волнует. Это все не так важно. Тикеты можно и дома закрывать. У меня очень хорошая работа».

СЕНТЯБРЬ, 21
СМИ Владимирской области
Губернатор Владимирской области Светлана Орлова резко отреагировала на негативные публикации в ряде региональных СМИ о ее встрече с президентом России Владимиром Путиным. Она назвала издания, разместившие критические публикации, «бандеровскими прихвостнями». А у нас «Зебра» сплетница, а с ними еще бандеровские прихвостни, вместо того, чтобы говорить, что сделано… Уже школьники пятнадцатилетние говорят, что столько сделано в области, а есть те, кто пишет плохо. А потому что они - иностранные агенты, они ничего хорошего не напишут», - сказала глава региона о публикациях на местном портале «Зебра ТВ». Руководитель комитета общественных связей и СМИ администрации Владимирской области Рита Шляхова высказалась еще более красноречиво. Она заявила, что деятельность оппозиционных СМИ нацелена на «психологическую дестабилизацию руководства региона», и назвала СМИ «информационными скунсами». «Мы работаем в абсолютно спокойном, нормальном, штатном режиме. Информационные скунсы могут исходить злобой, но собаки лают, а караван идет», - прокомментировала деятельность владимирских независимых СМИ чиновница.

СЕНТЯБРЬ, 21
«Яндекс»
В Москве офисы «Яндекса» эвакуировали из-за угрозы взрыва. Из здания вывели около трех тысяч человек. Об этом сообщило ТАСС со ссылкой на источник в экстренных службах. На место прибыли сотрудники полиции, «скорой помощи», пожарно-спасательных подразделений. Ранее директор по связям с общественностью компании Очир Манджиков сообщил, что в здании сработала система пожарной сигнализации. Позднее выяснилось, что угроза была ложной.

СЕНТЯБРЬ, 22
Вера Шенгелия
Журналистку Веру Шенгелия вызвали в полицию из-за публикации ее репортажа о передаче в пожизненную ренту квартир, принадлежащих двум жителям психоневрологического интерната в Москве. В правоохранительных органах заявили, что некий депутат жалуется на раскрытие его персональных данных. Шенгелия пишет у себя в Фейсбуке, что речь идет об Алексее Мишине. Именно он ранее заявил в беседе с изданием РБК, что журналисты нарушили закон о персональных данных, а также «демократические ценности и свободы». В июле интернет-издание «Медуза» опубликовало материал о жизни людей в психоневрологических интернатах. В нем, в частности, упоминались Роман Богомолов и Елена Ильинская, признанные недееспособными и находящиеся в ПНИ №30. По данным издания, депутат Мосгордумы Алексей Мишин, ранее возглавлявший учреждение, передал их квартиры двум своим приближенным по договору пожизненной ренты. После этого в мэрии заявили, что квартиры якобы вернут жильцам интерната.

СЕНТЯБРЬ, 22, 28
Николай Семена
Железнодорожный райсуд Симферополя назначил автору интернет-издания «Крым.Реалии» (проект Радио Свобода) Николаю Семене два с половиной года лишения свободы условно, признав виновным в призывах к сепаратизму, передает корреспондент «Интерфакса» из зала суда. «Исправление Семены возможно без применения реального наказания. Назначить наказание в виде двух лет шести месяцев лишения свободы условно», - сказала судья. Кроме того, инстанция запретила 67-летнему репортеру заниматься публичной деятельностью в течение трех лет. Адвокат Семены Эмиль Курбединов намерен обжаловать приговор в Верховном суде Крыма. «Мы считаем, что приговор должен быть оправдательный, никакой другой», - сказал защитник «Интерфаксу». Гособвинитель в ходе прений, прошедших в начале текущей недели, просил три года лишения свободы условно. Защита настаивала на оправдательном приговоре. Крымское управление ФСБ весной 2016 года возбудило в отношении журналиста дело по части 2 статьи 280.1 УК России («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, совершенные с использованием СМИ или интернета»). С репортера взяли подписку о невыезде. Из-за этого дела Семена попал в федеральный список террористов и экстремистов. Поводом для уголовного преследования стала статья в рубрике «Мнение» на «Крым.Реалиях» под заголовком «Блокада - необходимый первый шаг к освобождению Крыма». «Автор публикации сделал высказывания, призывающие к проведению в отношении полуострова и его жителей изоляционных мероприятий, включающих боевые операции», - говорилось в пресс-релизе прокуратуры Крыма. Судебное разбирательство по делу Семены началось в марте 2017 года. Журналист не признал свою вину. «Меня обвиняют в том, что в своей статье я осуществил призывы к нарушению территориальной целостности РФ, с чем не согласны ни я, ни моя защита. Статус Крыма является спорным, он обсуждается в мировом масштабе», - говорил Семена. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович призывала российскую сторону прекратить преследование крымского журналиста. Власти Украины и посольство США в России осудили дело против Семены. Пенсионер Семена является гражданином Украины и России, ранее не судим. Крым вошел в состав России после местного референдума в марте 2014 года. Украина его результаты не признает и считает полуостров своей, но временно оккупированной территорией. США и страны Евросоюза называют действия РФ аннексией и ввели санкции против ряда российских компаний, политиков и бизнесменов. 28 сентября защита обжаловала приговор.

СЕНТЯБРЬ, 22
Юлия Литвиненко
В. Екатеринбурге судья Ленинского районного суда Александр Тараненко в закрытом судебном заседании отменил решение предыдущей инстанции по делу журналиста информагентства «Ура.Ру» Юлии Литвиненко, обвиняемой в клевете на бывшего генпрокурора России Юрия Скуратова. Скандальная и беспрецедентная «уголовка» будет вновь реанимирована в суде. Напомним, что 10 августа мировой судья вынесла решение, что обвинительный акт против журналиста составлен таким образом, что лишает сотрудника «URA.RU» права на защиту. Например, в своем решении судья указала, что обвинение не конкретизировано - проще говоря, не было найдено конкретных фраз, которые были клеветническими. В обвинительном акте были просто перечислены фразы эксперта-лингвиста, который скомпилировал их для удобства оценки. Мировой судья вернул дело в прокуратуру, однако ведомство решение опротестовало. Райсуд встал на сторону прокуратуры, и дело теперь будет рассматривать все тот же мировой суд Ленинского района. Обвинение на суде представляет начальник отдела государственных обвинителей Свердловской областной прокуратуры Татьяна Шавкунова. «Все происходящее со мной в ходе уголовного дела я рассматриваю как месть со стороны бывшего генпрокурора. Все знали, чем он зарабатывает. Но вот написать об этом решилась я одна. Когда я заявила об этом в процессе, ко мне подошла гособвинитель и сказала, чтобы я «была аккуратнее в выражениях». На мой вопрос, не угрожает ли она мне, ответила, что просто дает совет», - говорит Юлия Литвиненко. Несмотря на то, что в ходе следствия были обыски в редакции, экспертизы, журналиста даже проверяли на детекторе лжи, все эти действия не выявило никаких доказательств вины репортера. В местных соцсетях упорство экс-генпрокурора считают недостойным, как написал один из пользователей, «с такой репутацией в нормальных обществах не высовываются до конца жизни». Журналистке грозит штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы либо обязательные работы на срок до двухсот сорока часов.

длящийся / отказ в инф – 3 раза

СЕНТЯБРЬ, 22
Сайт «РИА Новости»
Лариса Жукова
В случае с вынужденным изменением материала государственного информационного агентства ярко прослеживаются опасения руководителей СМИ перед статьей УК за оскорбление чувств верующих. Серьезности делу придает то обстоятельство, что угроза исходила из Чечни. На сайте «РИА Новости» (входит в состав ИА «Россия Сегодня») 26 июля 2017 года была опубликована статья «Раб окупается за неделю». Спустя месяц с небольшим из-за нее стали угрожать автору - штатному сотруднику СМИ Ларисе Жуковой. Как она рассказала на своей странице в соцсети, претензии были вызваны словосочетанием «сексуальная Мекка». Журналисту позвонил мужчина, представившийся «сотрудником администрации Чечни», и потребовал исправить указанную фразу, чтобы не оскорблять всех мусульман. На логичное предложение Жуковой отправить в редакцию официальный запрос звонивший ответил, что тогда ее и редакцию заставят официально извиниться. «Тут я вспомнила всех, кому пришлось публично приносить извинения чеченскому народу и Кадырову, - от Гнойного до самого чеченца, чей дом спалили после критики властей», - пишет журналистка. И все же коллега не поддалась давлению, но редакция государственного СМИ рассудила иначе. Сначала словосочетание изменили (словом «мекка» написали с маленькой буквы), а потом и вовсе удалили. Комментарии от информационного агентства по поводу произошедшего получить не удалось, поэтому невозможно определить, имеет ли место уступка под давлением из Чечни или это проявление редакционной самоцензуры (разумеется, тоже вынужденной). Поскольку сразу после произошедшего Лариса Жукова перестала работать в данной редакции, у многих возник вопрос, не уволили ли ее из-за инцидента. Как она рассказала корреспонденту Фонда защиты гласности, расставание было добровольным: «Эти события просто совпали». При этом журналистка полагает, что ее все равно бы уволили, причем не из-за фразы как таковой, а потому, что она решилась открыто рассказать о давлении: «Мне намекнули, что за вынос этого случая в публичное пространство меня, скорее всего, уволили бы». Главное, чему учит данная история, - ни одно СМИ, даже государственное, не застраховано от преследований в связи с «резиновой» статьей Уголовного кодекса об оскорблении чувств верующих. А чеченские власти по-прежнему ни во что не ставят гарантированную российской конституцией свободу слова.

СЕНТЯБРЬ, 23
Алексей Милованов
В Калининграде в ночь на 23 сентября сгорел мотоцикл главного редактора газеты «Новый Калининград» Алексея Милованова. Об этом он сообщил у себя в фейсбуке. Пожар случился около двух часов ночи во дворе дома Милованова. По словам журналиста, он заметил пожар, выглянув в окно. В 1:49 вызвали пожарных, которые приехали спустя 5 минут, а также сотрудники полиции. Однако к приезду пожарной машины мотоцикл Yamaha полностью сгорел. Помимо него пострадала стоящая рядом машина BMW. Полицейские осмотрели место происшествия и опросили свидетелей. Как утверждает Алексей Милованов, его мотоцикл был в исправном состоянии.

СЕНТЯБРЬ, 23
Александр Павлов
В Москве на шествии «Антикапитализм 2017» задержали не менее сорока человек. Ранее мэрия не согласовала акцию «Антикапитализм 2017». Участников акции задерживали при подходе к Пушкинской площади, откуда должно было начаться шествие, а также во время прогулки по бульварам. В ОВД «Красносельский» доставили 9 человек, в том числе корреспондента «Открытой России» Александра Павлова. Позднее его отпустили.

СЕНТЯБРЬ, 25
Сайт Сиб.фм
Редактор сайта Сиб.фм (Новосибирск) Сергей Самойленко подал заявление об уходе после того, как новый владелец сайта удалил с него новость о Навальном. У главного редактора интернет-журнала Сиб. фм Сергея Самойленко не сложились отношения с его учредителем. С недавних пор владеет этим ресурсом сенатор от Новосибирской области Виктор Игнатов, который возглавляет межрегиональный координационный совет «Единой России». Новый собственник, вероятно, решил показать, «кто в доме хозяин», и своевольно, не предупреждая редактора, удалил с ленты новостей информацию о встрече Алексея Навального со своими сторонниками, которая состоялась в Новосибирске 22 сентября. Журналист понял, что не сработается c «хозяином» - единороссом и написал заявление об уходе с 1 октября, о чем сам сообщил Радио Свобода. На сайте пока еще им возглавляемого им издания Сергей Самойленко прокомментировал свое увольнение так: «Собственник принял решение, на мой взгляд, бессмысленное и даже идиотское. Я почесал репу и понял, что не готов в таких параметрах работать… Думаю, вообще было решено сделать вид, что Навального не существует в природе». По данным издания «The Insider», с сайта Сиб. фм были удалены еще три новости: с упоминанием митингов Навального.

СЕНТЯБРЬ, 25
Телеканал ОТВ
Сергей Сметанкин
В ФЗГ поступила информация, что в Серпухове (Московская область) суд рассмотрел иск главы района А. Шестуна к телеканалу ОТВ и главному редактору ресурса «СМИтанка» С. Сметанкину. В репортаже телеканала ОТВ от 10 марта проводится интервью Сергея Сметанкина. Претензии истца вызвала фраза: «Трава не растет в Серпуховском районе без главы района, его окружения, его людей, которые помогают пилить бюджет и реально, реально воровать деньги из бюджета». Глава решил, что такое формулировка в форме утверждения однозначно указывает на нарушение действующего законодательства и требовал удалить сюжет, написать опровержение и выплатить 500 000 рублей в качестве компенсации морального вреда. Суд оставил исковые требования А. Шестуна без удовлетворения.

СЕНТЯБРЬ, 25
Газета «Открытая. Для всех и каждого»
Людмила Леонтьева
Елена Суслова
Олег Парфенов
Николай Касторнов
В производстве Октябрьского районного суда Ставрополя находится иск о защите чести и достоинства. Истец – Иван Карабут, ответчики - газета «Открытая. Для всех и каждого», ее главный редактор Людмила Леонтьева, журналисты Елена Суслова, Олег Парфенов, Николай Касторнов. Подполковник полиции И. Карабут сначала был сначала приговорен районным судом к условному сроку по статье 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»), а затем оправдан Ставропольским краевым судом. Его претензии вызвали ряд статей, опубликованных в упомянутом издании. И. Карабут требует публикации опровержения и компенсации морального вреда в размере 5 000 000 рублей

СЕНТЯБРЬ, 25
Александр Пастухов
Пермский краевой суд отказал ООО «АктивМедиа», подконтрольного депутату Госдумы РФ от партии «Единая Россия» Дмитрию Скриванову, в требовании признать незаконными действия службы судебных приставов. Для принудительного исполнения мирового соглашения о выплате зарплаты журналисту Александру Пастухову у медиахолдинга 3 месяца назад было арестовано все найденное имущество. ФЗГ рассказывал в дайджесте № 807 о том, как ООО «АктивМедиа» фактически обмануло бывшего руководителя социальных медиа А. Пастухова. Не дождавшись добровольного исполнения мирового соглашения, утвержденного Свердловским районным судом Перми 10 апреля, журналист получил исполнительный лист и обратился в службу судебных приставов. 16 мая ОСП по Свердловскому району Перми возбудил исполнительное производство о взыскании долга по зарплате в 195,2 тыс. рублей. 8 июня в бизнес-центре Green Plaza судебный пристав-исполнитель Рангел Чуприяновский с участием двух понятых, самого взыскателя составил акт описи и ареста обнаруженного имущества ООО «АктивМедиа». Из офиса были вывезены и переданы на ответственное хранение истцу 24 монитора Philips, 17 стационарных телефонов Panasonic, два miniPC Tonk и цветной принтер Epson, оцененные в 103,7 тыс. рублей. Свердловский районный суд Перми, куда пожаловался медиахолдинг, 22 июня признал действия судебного пристава законными. Апелляционная инстанция не нашла оснований для того, чтобы отнять у взыскателя А. Пастухова возможность получить заработанные деньги. «Ну, они там в какой-то другой реальности живут. Все имущество, которое арестовали по моему производству, уже давно передано мне. Последний монитор я продал пару недель назад, остальную технику пока распродать не удалось, - сообщил ФЗГ журналист Александр Пастухов по электронной почте. – Да, постоянную работу нашел, я теперь в Самаре занимаюсь социальными сетями на портале 63.ru».

СЕНТЯБРЬ, 26
Анна Политковская
Следственный комитет России (СКР) активизировал расследование дела в отношении неустановленных «заказчиков» убийства журналиста Анны Политковской. Как сообщает «Росбалт» со ссылкой на свои источники, на прошлой неделе была проведена серия допросов, в том числе лиц из ближайшего окружения Бориса Березовского. «Свидетель рассказал, что незадолго до преступления Политковская приезжала в Лондон и встречалась с Березовским. Тот просил ее подготовить и опубликовать ряд расследований, излагал свои мысли. Однако Политковская отказалась, сочтя, что доводы Березовского не подкреплены доказательной базой. Березовской очень огорчился, обсуждал свою досаду, переросшую в раздражение, со своим окружением, в том числе с Закаевым. Поэтому теоретически эти люди могли быть «заказчиками», - полагает источник агентства. Впрочем, по его словам, СКР не «зацикливается» на одной версии о причастности Березовского и изучает ряд других. Журналистка «Новой газеты» Анна Политковская была застрелена в подъезде своего дома в Москве 7 октября 2006 года. Преступление получило большой общественный резонанс. По версии следствия, убийство совершили выходцы из Чечни, так как в республике к журналистке «были серьезные претензии больших людей» из-за серии публикаций о регионе. Ряд публичных лиц, в частности глава Чечни Рамзан Кадыров, высказывали предположение, что Политковская была убита по заказу бизнесмена Бориса Березовского. Приговор по делу Политковской Лом-Али Гайтукаеву был вынесен в июне 2014 года Мосгорсудом. По делу были осужден Лом-Али Гайтукаев известный чеченский «авторитет». По версии следствия, в 2006 году он создал преступную группу, которая в результате организовала убийство Политковской. Бывший милиционер Сергей Хаджикурбанов контролировал действия группы, а Рустам Махмудов совершил убийство. Еще двое - Ибрагим и Джабраил Махмудовы - были признаны соучастниками. В июне 2017 года сообщалось, что Гайтукаев умер в колонии. Заказчиков убийства не нашли.

СЕНТЯБРЬ, 26
Али Феруз
В Москве завершилось первое судебное рассмотрения иска журналиста «Новой газеты» Али Феруза к МВД, - передает издание «Медиазона». Сторона ответчика попросила передать дело в Мосгорсуд, поскольку в деле содержатся сведения, составляющие государственную тайну. По мнению ответчика (МВД), дело не может быть разрешено судом без оценки сведений, составляющих гостайну. В свою очередь, адвокат Феруза возразила на это, сказав, что раньше государственная тайна никак не упоминалась, все решения выносились публично, и ей не известно о сведениях, составляющих государственную. Другой адвокат, Даниил Хаймович, сказал, что ответчик сослался на сопроводительное письмо ФСБ и предложил ознакомиться с документом, но представитель МВД в этом отказал. Судья решил истребовать справку о наличии сведений, составляющих государственную тайну. Следующее заседание должно состояться 6 октября. Иск журналиста к МВД был вызван отказом предоставить ему временное убежище в России. 1 августа журналиста задержали в Москве. Вечером в день задержания Басманный суд Москвы постановил принудительно выдворить Феруза из России в Узбекистан, а также оштрафовал корреспондента за нарушение режима пребывания в России. Из-за решения суда о депортации редакция «Новой газеты» обратилась к главе государства с просьбой не допустить высылки своего коллеги из страны. В письме к главе государства обращается также мать Феруза. Она является гражданкой России. Учитывая в том числе и этот факт, Совет по правам человека при президенте назвал возможное выдворение корреспондента из страны противоречащим Конституции. В Кремле, однако, комментируя ситуацию, отметили, что в деле есть ряд факторов, не позволяющих «закрыть глаза на ряд нарушений, которые имеют место».

СЕНТЯБРЬ, 27
«Новая газета»
В Москве из-за анонимного звонка об угрозе взрыва эвакуировали офисное здание по адресу Потаповский переулок, 3. В частности, там находится редакция «Новой газеты». Пресс-секретарь издания Надежда Прусенкова рассказала «Медузе», что об эвакуации объявили владельцы здания. Источник агентства «Интерфакс» сообщил, что из здания вывели около 500 человек.

СЕНТЯБРЬ, 27
Андрей Выползов
В Калининграде представители интеллигенции начали в соцсетях травлю журналиста, руководителя сайта Newsbalt Андрея Выползова, опубликовавшего письмо студента Балтийского федерального университета им. Канта о том, что в федеральном ВУЗе некоторые преподаватели продвигают «идеи независимости Калининградской области от Москвы». Письмо обозвали «доносом», а журналиста - «мразью», «идиотом» и «подонком». Один из преподавателей БФУ им. Канта даже написал (орфография сохранена): «Встречу в универе выползова, набью морду» (этот комментарий понравился десятку человек).

СЕНТЯБРЬ, 27, 30
СМИ Владивостока
Во Владивостоке не так уж часто чинят препятствия журналистам, мешая им присутствовать на судебных заседаниях. Казалось бы, времена, когда журналистов «не пущали», остались в прошлом. Однако 27 июля в аэропорту в Владивостока сотрудники ФСБ арестовали вице-губернатора Приморского края Евгения Вишнякова, против которого возбудили уголовное дело по статье 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Его тут же доставили во Фрунзенский районный суд, но журналистов в здание так и не пустили, сообщал корреспондент РИА «Восток-Медиа» Евгений Черёмухин. А 30 сентября журналистов попытались удалить из зала Приморского краевого суда, в котором слушалось дело по обвинению бывшего заместителя начальника УМВД России по Приморскому краю, начальника следственного управления Илью Шамратова. Он оказался в центре уголовного дела о злоупотреблении должностными полномочиями при распределении премий. Господин Шамратов во время судебного заседания сообщил, что деньги, собираемые с подчинённых, расходовались на благотворительные цели и создание ветеранской организации, но, по версии следствия, в ноябре-декабре 2016 года Шамратов обеспечил, чтобы ряд его подчинённых получили годовые премии в повышенных размерах (которые он потребовал вернуть ему для использования по своему усмотрению). Опасаясь неблагоприятных последствий по службе, подчиненные передали ему около 4 миллиона рублей. Значит, не зря господин Шамратов посчитал присутствие журналистов «акцией против него». А адвокат Шамратова потребовала в начале заседания, чтобы из зала суда удалились представители СМИ, заявив, что журналисты могут распространить подробности личной жизни подзащитного и членов его семьи. Однако в этот раз суд ходатайство защиты отклонил, не найдя для изгнания из зала журналистов законных оснований.

СЕНТЯБРЬ, 27
Съёмочная группа телеканала «Миллет»
В Симферополе сын заместителя главы запрещенного в России крымско-татарского меджлиса Ильми Умерова, приговорённого за экстремизм к двум годам колонии-поселения, напал у здания суда на съёмочную группу телеканала «Миллет». Об этом Крыминформу сообщил гендиректор телеканала Эрвин Мусаев. «Сегодня во время вынесения приговора Умерову оператор с журналистом приехали к зданию суда для выполнения своих профессиональных обязанностей. Толпа, которая собралась у здания суда, была агрессивно настроена против журналистов, нецензурно ругалась. Потом к журналистам подбежал сын Умерова Сулейман и нанёс удар по камере, которая рассыпалась на детали», – сообщил Мусаев. Он добавил, что съёмочная группа телеканала была вынуждена покинуть место съёмки. Руководство телеканала по факту нападения готовит заявление в полицию. Симферопольский районный суд сегодня приговорил Ильми Умерова к двум годам лишения свободы в колонии-поселении. Уголовное дело против него было возбуждено по статье об экстремизме в мае 2016 года. Было установлено, что в марте 2016 года Умеров, находясь на территории Украины, в прямом эфире украинского телеканала АТR публично выступал с призывами о необходимости нарушения территориальной целостности РФ.

СЕНТЯБРЬ, 28
Андрей Воронин
Городской суд Санкт-Петербурга признал неправомерным отказ допустить журналиста «Новой газеты» в Санкт-Петербурге Андрея Воронина на заседание диссертационного совета Горного университета, на котором решался вопрос о лишении ученой степени помощника ректора Горного университета Александра Масловского. Об этом сообщил адвокат Иван Павлов, руководитель «Команды 29», которая представляла интересы Воронина. «Городской суд отменил решение суда нижестоящей инстанции и признал право журналистов и граждан присутствовать на заседаниях диссертационных советов. Проверка диссертаций чиновников и руководителей вузов на плагиат всегда привлекает внимание общественности, а вот невозможность попасть на заседание, на котором решается судьба пойманного на некорректных заимствованиях чиновника, нарушает право на доступ к общественно значимой информации», - прокомментировал решение суда Павлов. Помощник ректора Горного университета Александр Масловский лишился степени кандидата экономических наук 7 июня 2016 года, на заседании диссертационного совета. Масловский сам попросил лишить его степени, после того как активисты проекта «Диссернет» нашли заимствования на 106 страницах его работы из 161. Накануне, 6 июня, журналист Андрей Воронин обратился с заявлением к первому проректору Санкт-Петербургского Горного университета Наталье Пашкевич и попросил разрешить ему присутствовать на диссовете как представителю прессы, но она ответила, что его присутствие на заседании диссертационного совета не представляется возможным. В августе 2016 года Воронин при поддержке юристов Команды 29 обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил признать отказа присутствовать на заседании диссовета незаконным. В июле 2017 года дело, наконец, было рассмотрено, однако суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований.

СЕНТЯБРЬ, 28
Дмитрий Колпаков
Журналиста информационного агентства «Башмедиа» не пустили на заседание Горсовета Уфы из-за опоздания. Об этом сообщает пресс-служба Горсовета, ссылаясь на нормы этики. Журналист Дмитрий Колпаков, в свою очередь, говорит, что опоздал на заседание 10 минут из-за пробок. Он отмечает, что в регламенте Горсовета ничего не говорится о запрете впускать в зал заседаний опоздавших журналистов. По мнению Колпакова, сотрудница пресс-службы превысил свои должностные полномочия. Журналист написал заявление в прокуратуру с просьбой привлечь сотрудницу пресс-службы к установленной законом ответственности.

СЕНТЯБРЬ, 29
Редакция «Ленты.ру»
В Москве неизвестные ночью совершили нападение на здание на Варшавском шоссе, где расположена редакция «Ленты.ру». Злоумышленники устроили поджог, а также разбили стекла и разрисовали стены нацистской символикой, в том числе свастикой и солнечным крестом. В результате инцидента никто не пострадал. Правоохранительные органы устанавливают обстоятельства произошедшего. Возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство». Главный редактор «Ленты.ру» Владимир Тодоров назвал возможные причины нападения на редакцию. Об этом он рассказал РБК. «В последнее время громких материалов насчет национализма у нас не выходило. Может быть, это нелюбители всяких исторических материалов, потому что у нас выходило несколько материалов про взаимоотношения Сталина и Гитлера перед Второй мировой войной», - сказал Тодоров. По его словам, сейчас охрана издания «активизирована». «Будем защищать своих ребят. Сама охрана во время инцидента все видела и слышала, оперативно ликвидировала пожар. И замена окна - это мелочь по сравнению с тем, что никто не пострадал», - добавил Тодоров. Как пояснил РБК директор по внешним коммуникациям Rambler & Co Матвей Алексеев, в 01:55 мск со стороны парковки в угловом окне первого этажа были разбиты стеклопакеты и внутрь здания, в помещение ИТ-департамента, были заброшены две бутылки с горючей смесью. Охрана потушила начавшийся пожар штатными средствами.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни