Результаты мониторинга
7 Марта 2017 года

Результаты мониторинга ФЗГ за февраль 2017 года

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов и блогеров – 4 (Александр Молочко, ведущий программы «Магаззино», в Орле; Алексей Иванов, шеф-редактор Дальневосточной редакции ИА Regnum, Приморский край; Сергей Пичугин, журналист «Первого городского канала», Киров; Максим Каленник, оператор ГТРК «Владивосток», Владивосток).

Нападения на редакции, телецентры – ()

Попытки цензуры – 1 (Анатолий Емельянов, корреспондент сайта ystav.com, Екатеринбург).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 2 (Юлия Литвиненко, журналист «URA.RU», Свердловская область; Александр Гозенко, блогер, Саратов).

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Марина Вострова, редактор газеты «Знамя труда», Пензенская область).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 3 (Александр Зимбовский, независимый журналист, Московская область; Ольга Сапронова, журналист проекта «Градус ТВ», Москва; Алена Лунькова, журналист украинского канала СТБ, съемочная группа этого канала, Ирина Ромалийская, журналист «Громадське радіо», все - в Симферополе).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 4 (Илья Давыдов, блогер, Москва; Алла Чернышева, редактор интернет-издания «Экооборона», Московская область; Анатолий Емельянов, корреспондент сайта ystav.com, Екатеринбург; Эдуард Шмонин, главный редактор «ОТВ-Югра», Ханты-Мансийский автономный округ).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 13 на сумму 11 595 000 рублейРассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 7, удовлетворено – 5, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 280 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 9

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 2 (СМИ-площадка Rus2Web, Москва; онлайн-проект Ъ-Lifestyle, Москва).

Изъятие (скупка, арест) тиража – ().

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 2 (сайт «Брянская улица», Брянск; сайт «РосКомСвобода», Москва).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 4 (телефон корреспондента Дождя Василия Полонского, Москва; телефон и компьютер обозревателя The New Times Зои Световой, Москва; компьютер блогера Александра Гозенко, Саратов).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 37

ФЕВРАЛЬ, 1
Телеканал «Урал-Информ ТВ»
Портал «Вкурсе».
В Перми на телеканале «Урал-Информ ТВ» прекратился выпуск новостей. Как сообщает URA.RU, сотрудники канала бастуют из-за невыплаты заработной платы. Пока не вышел выпуск новостей, запланированный на 12:00, но отмечается, что под угрозой срыва оказались также дневной и вечерний выпуски. По некоторым данным, зарплату сотрудникам телеканала в последний раз выплатили в конце прошлого года. В пресс-службе компании информагентству отказались прокомментировать информацию. Источник в холдинге «Актив-Медиа», в который входит «Урал-Информ», сообщил изданию, что недовольство сотрудников телеканала вызвала техническая причина: в начале финансового года возникли трудности с версткой бюджета. Сейчас руководство решает вопрос по выплате зарплаты. Отмечается, что холдинг «Актив-Медиа» принадлежит депутату Госдумы Дмитрию Скриванову. Телеканал был приобретен в апреле прошлого года. Ранее «Урал-Информ» контролировал бывший заместитель руководителя администрации губернатора Кирилл Маркевич. По данным информагентства, условиями труда недовольны и другие сотрудники холдинга, помимо редакции «Урал-Информа». Так, перестали выходить новые публикации на новостном интернет-портале «ВКурсе».

ФЕВРАЛЬ, 1
СМИ-площадка Rus2Web
Российская независимая СМИ-площадка Rus2Web прекратила свое существование. Радио Свобода закрыло собственную веб-площадку, предназначенную для использования независимыми работниками масс-медиа. Соответствующую информацию на личной странице в Facebook предоставила Ольга Бешлей, главный редактор платформы. Она отметила, что соответствующее решение оказалось итогом возникновения внутренних проблем, а утвердили его члены дирекции «Радио Свобода». Также Бешлей отметила, что хоть проект уже прекратил функционировать, он оказался для многих отличным шансом попробовать свои силы в качестве компетентного сотрудника СМИ. Журналистка отметила, что многие ресурсы и звезды оказались не на их стороне. Бывшая главный редактор отметила, что аналогов Rus2Web в РФ практически нет. Цензура продолжает активно преследовать подобные платформы, однако журналистка надеется, что рунете достаточно скоро станет располагать такими площадками, на которых начинающие сотрудники масс-медиа получат возможность реализоваться в качестве профессионалов.

ФЕВРАЛЬ, 1, 20
Сергей Лойко
Журналиста Сергея Лойко вызвали в следственное управление Москвы по делу о якобы содержащейся в его работах пропаганде запрещенной в России украинской организации «Правый сектор». В полученной им повестке говорится, что обращение поступило от депутата муниципального округа Якиманка по фамилии Захаров и связано с выставкой «Прямой взгляд», на которой были представлены работы Лойко и журналиста Александра Васюковича. По этому заявлению была проведена проверка. Лойко предписано явиться в следственное управление до 16 февраля. 20 февраля Следственный комитет России отказал в возбуждении уголовного дела в отношении журналиста Сергея Лойко из-за выставки фотографий военных действий в Донбассе «Прямой взгляд». Лойко допросил следователь. На журналиста написал заявление муниципальный депутат района Якиманка Дмитрий Захаров. Он попросил проверить работы Сергея Лойко и его коллеги Александра Васюковича, представленные на выставке, на наличие пропаганды запрещенной в России украинской организации «Правый сектор». Сам Лойко назвал заявление Захарова частью политически мотивированной кампании, связанной с его книгой «Аэропорт» о войне на востоке Украины. В конце сентября 2016 года выставку «Прямой взгляд» в Сахаровском центре пыталась сорвать группа людей, назвавшихся «ополченцами Донбасса». В их числе был и депутат Захаров.

ФЕВРАЛЬ, 2
РЕН ТВ
Правозащитный центр «Мемориал» подал в суд на телеканал РЕН. Поводом для иска стали видеосюжеты телеканала о церемонии награждения победителей ежегодного конкурса исторических работ старшеклассников, который организует «Мемориал». В видеосюжетах, размещенных на сайте телеканала, в частности, говорилось, что организаторы конкурса рассказывают детям, что фашисты несли в Советский Союз европейские ценности. Иск также связан с тем, как телеканал осветил нападение на участников церемонии награждения победителей этого конкурса в апреле 2016 года. «Мемориал» в обращении в суд просит признать видеосюжеты РЕН не соответствующими действительности и порочащими его деловую репутацию, удалить их с сайта и из соцсетей и выплатить 200 тысяч рублей компенсации. Исполнительный директор «Мемориала» Елена Жемкова сообщила «Эху Москвы», что подать иск центр решил после того, как исчерпал все досудебные возможности. Руководство телеканала РЕН, в свою очередь, претензии «Мемориала» отвергает. «Позиция телеканала отражена в материалах РЕН ТВ и основана на фактах», - сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе канала.

ФЕВРАЛЬ, 2
Елена Зубова
Экс-журналист российского Forbes Елена Зубова подала иск в Пресненский районный суд Москвы против издателя журнала Александра Федотова, главного редактора Николая Ускова и компаний издателя, требуя 1 млн 200 тысяч рублей с организаций в качестве компенсации морального вреда, также Зубова потребовала 100 тысяч рублей компенсации лично с Ускова. Об этом RNS сообщил представитель Пресненского районного суда. «Иск Елены Зубовой поступил в суд 2 февраля. Истец просит взыскать с ЗАО «Арт Трейдинг Портфолио Менеджмент» и АО «АС РУС Медиа» компенсацию морального вреда за неправомерное увольнение в размере годового дохода – 1,2 млн рублей. Также истец просит взыскать лично с Николая Ускова компенсацию причиненного морального вреда в размере 100 тысяч рублей», - сообщил представитель Пресненского районного суда. По ее словам, также Зубова оспаривает свое увольнение, требует восстановить ее в должности и выплатить средний заработок за дни «вынужденного прогула при незаконном увольнении 20 декабря», - уточнил представитель суда.

ФЕВРАЛЬ, 2
Вахит Ниязов
Калачинский городской суд Омской области вынес приговор по уголовному делу в отношении депутата Калачинского муниципального района 55-летнего Александра Овчаренко. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста путем принуждения его к отказу от распространения информации, соединенное с насилием над журналистом и повреждением его имущества»). Как сообщает пресс-служба областной прокуратуры, в суде установлено, что 7 сентября 2016 года в селе Царицыно Калачинского района проводилась встреча Хабулды Шущубаева, кандидата в депутаты Заксобрания Омской области, с местными жителями. Приехавший с ним помощник, депутат Совета Калачинского района Омской области Александр Овчаренко, «воспрепятствовал корреспонденту телеканала исполнить редакционное задание по освещению встречи с избирателями». Другими словами, он захлопнул дверь в помещение перед носом корреспондента, лишив возможности задать вопросы кандидату. Более того, чтобы представитель прессы не прошел в зал дома культуры и не сделал аудио- и видеозапись, Овчаренко ударил корреспондента по лицу, а затем схватил его за грудки и с силой припечатал спиной и головой о стену. При этом «причинив телесные повреждения», – говорится в материалах дела. После этого депутат выхватил из рук журналиста микрофон с радиосистемой, бросил на бетонный пол крыльца и ударил ногой. В результате имуществу телекомпании причинен ущерб на сумму более 10 тысяч рублей. Вину в совершении преступления Александр Овчаренко не признал. Калачинский городской суд Омской области назначил ему наказание в виде 2 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года. Кроме того, суд постановил взыскать с него 44 500 рублей в качестве компенсации причиненного материального ущерба телекомпании и морального вреда потерпевшему корреспонденту.

ФЕВРАЛЬ, 2
Ринат Алиев
Мотовилихинский районный суд Перми частично удовлетворил иск бывшего собственного корреспондента по Верхнекамью Рината Алиева к АО «Газета «Звезда». Редакция обязана выплатить журналисту почти трехмесячный долг по окладу и гонорару в сумме 19,9 тыс. рублей, компенсировать моральный вред в размере 8 тыс. рублей. Получить деньги будет не просто. Касса АО «Газета «Звезда» пуста, расчетный счет арестован, а сотрудники теперь числятся в одноименном ООО «Газета «Звезда». В апреле 2016 года «Звезда» стала подконтрольной местному бизнесмену, депутату Заксобрания Пермского края Дмитрию Скриванову. «Я лично сделаю все возможное, чтобы коллектив авторитетнейшей краевой газеты не только продолжил работу, но и сохранил те журналистские традиции, которые складывались десятилетиями», - процитировал 5 мая его обещания еженедельник «Местное время», также подконтрольный этому единороссу. Уволенные 10 и 30 мая шеф-редактор «Звезды» Степан Хлопов и заместитель гендиректора Любовь Трефилова не смогли получить расчетные деньги в день увольнения, как должно быть по закону. Мотовилихинский районный суд Перми 8 августа решил взыскать в их пользу соответственно 61 и 76,7 тыс. рублей. Редактор отдела молодежной политики Марина Моринова 22 июня тоже уволилась по собственному желанию. «С января 2016 года ответчик стал производить неполные выплаты зарплаты, задерживать своевременность перечислений. С марта заработную плату перестали выплачивать совсем, мотивируя временными трудностями. В июне я оформила ежегодный отпуск, но ни отпускных, ни невыплаченной зарплаты не перечислили», - поведала истица в суде. До начала разбирательства «Звезда» погасила часть долга. Решением от 19 октября в пользу М. Мориновой были взысканы компенсация за задержку окончательного расчета и причинение морального вреда, судебные расходы на общую сумму 9,1 тыс. рублей. Инженер-дизайнер Михаил Крапивин был уволен 23 ноября по сокращению штатов. Как выяснилось в суде, еще 28 июля его уведомили об уменьшении оклада вдвое - с 17,5 до 7,8 тыс. рублей. Сотрудник не согласился на кабальные условия. Тогда 23 сентября ему сообщили о сокращении должности, изменив оклад на два оставшихся месяца до 10,2 тыс. рублей. Решением суда от 20 января 2017 года с АО «Газета «Звезда» взыскана вся невыплаченная зарплата, компенсация за ее просрочку и моральный вред, судебные расходы – всего 51,7 тыс. рублей.

ФЕВРАЛЬ, 2 – 22
Владимир Кара-Мурза
младший
Тележурналист и координатор движения «Открытая Россия» Владимир Кара-Мурза-младший 2 февраля был госпитализирован в Москве с симптомами отравления, сообщил «Интерфаксу» его адвокат Вадим Прохоров. Кара-Мурза, по словам адвоката, находится в критическом состоянии. «Симптомы, по-видимому, сходны с тем, что было тогда, чуть больше двух лет назад», - сказал Прохоров. Врачи ввели Кара-Мурзу в состояние искусственной комы. Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский подтвердил РБК сообщения о госпитализации Кара-Мурзы, предположив, что на оппозиционного политика могло быть совершено покушение. «Единственная моя версия связана с его деятельностью в качестве координатора «Открытой России» и как организатора показа по всей стране фильмов о Борисе Немцове, которые, мягко говоря, для нынешней власти неприятны», - сказал Вишневский. Врачи 6 февраля диагностировали у Владимира Кара-Мурзы-младшего «острую интоксикацию неустановленным веществом», передает ТАСС со ссылкой на его супругу Евгению. «Врачи поставили диагноз - «острая интоксикация неустановленным веществом». Это официальный диагноз», - сообщила супруга журналиста. Она добавила, что состояние мужа стабилизировалось, но врачи готовы к осложнениям. 9 февраля Кара-Мурза вышел из комы, а 13 февраля он был переведен из реанимации в терапевтическое отделение. Об этом сообщил адвокат политика Вадим Прохоров. Вадим Прохоров 22 февраля подал заявление в Следственный Комитет с требованием провести проверку обстоятельств по делу с отравлением журналиста Владимира Кара-Мурзы-младшего, а также возбудить дело о покушении на убийство, об этом он сообщил РИА Новости. «Это заявление о преступлении, оно во многом, к сожалению, повторяет то, которое мы уже подавали в СК на имя Бастрыкина по прошлому заявлению, мы даже по сути ответа не получили никакого… Мы требуем провести проверку обстоятельств дела и возбудить дело по статье 105 через 30-ю, то есть это покушение на убийство», - сказал Прохоров. По его словам, в окружении Кара-Мурзы-младшего действительно считают, что произошедшее носит характер злоумышленных действий, которые требуют определенной проверки и расследования. «Ну, собственно, мы ровно с этим и обращаемся, хотя, конечно, пытаемся и сами какую-то проверку тоже провести», - заключил Прохоров. За последнее время для Кара-Мурзы-младшего это уже вторая госпитализация. Ранее Владимир Кара-Мурза был госпитализирован в тяжелом состоянии 26 мая 2015 года. Его доставили в реанимационное отделение с диагнозом «острая почечная недостаточность». Журналист был в искусственной коме. Впоследствии он прошел курс реабилитации за рубежом. Кара-Мурза заявлял, что отравление не носило бытовой характер. По его словам, против него использовали вещество, доступ к которому имеют только представители спецслужб.

ФЕВРАЛЬ, 3
Александр Молочко
Начальник службы охраны одного из торговых центров в Орле напал на ведущего программы «Магаззино» Александра Молочко. В прошлом году Александр Молочко со съемочной группой уже проводил ревизию супермаркета «Атолл» в Орле. Тогда магазин не получил рекомендационную наклейку шоу «Магазинно», однако сотрудники торговой точки пообещали устранить все недочеты. Ведущий проекта «Магаззино» недавно снова прошелся по торговым точкам Орла. Однако в этот раз сотрудники супермаркета «Атолл» проявили агрессию по отношению к съемочной группе - так, начальник службы охраны напал на Молочко, обхватил его руками и попытался повалить телеведущего на пол под возгласы окружающих «Ну ты, Алексей Анатольевич, даешь» и «Мужчина, что вы делаете?». В итоге Молочко удалось вырваться из рук нападавшего.

ФЕВРАЛЬ, 4
Дмитрий Шевченко
Вечером пресс-секретарь Экологической Вахты по Северному Кавказу Дмитрий Шевченко прилетел в аэропорт Краснодара из Хельсинки, где он принимал участие в Общем собрании Гражданского форума ЕС - Россия, членом которого является Экологическая Вахта. Об участии своего представителя в этом мероприятии ни ЭкоВахта, ни сам Шевченко нигде публично не заявляли, переписка с организаторами встречи в Хельсинки велась исключительно по электронной почте. Однако ко времени прибытия рейса в аэропорт приехала съемочная группа. Парень и девушка ожидали на улице, и как только Шевченко вышел из здания аэровокзала, бросились ему наперерез с включенной видеокамерой. «Здравствуйте, Дмитрий, добро пожаловать в Краснодар. Зачем вы ездили в Хельсинки на гражданский форум? Знаете ли вы такого Рудомаху, на которого наложили 800 тысяч рублей штрафа? А вам известно, что Экологическая Вахта - иностранный агент? Так вы привезли деньги для Рудомахи или нет?». Молодые люди сообщили, что представляют некую телекомпанию «Новый город» (в Краснодаре нет, и никогда не было такой телекомпании), и что она «вещает в Интернете». Общаться с провокаторами Дмитрий Шевченко отказался и сел в маршрутное такси, однако «журналисты» ворвались и туда, продолжая снимать и задавать те же самые вопросы. Водитель маршрутки, мгновенно оценив ситуацию, объявил, что пока съемочная группа не покинет салон, машина никуда не поедет, что, естественно, вызвало возмущение у пассажиров. Граждане стали требовать, чтобы «журналисты» удалились сами подобру-поздорову, и тем ничего не оставалось, как только подчиниться. В пресс-релизе ЭкоВахты подчёркивается, что ни одна телекомпания не могла бы законным путём получить информацию о поездке Шевченко на форум, также как и обо всех его передвижениях по России и за её пределами. По мнению руководителей общественной экологической организации, они давно стали «объектом разработки спецслужб». Гражданский форум ЕС-Россия основан в 2011 году, это сообщество правозащитных, экологических, социальных, благотворительных НКО из России и различных стран Евросоюза. Среди вопросов, которыми оно занимается - облегчение визового режима, развитие гражданских инициатив и сотрудничества неправительственных организаций, защита окружающей среды и прав человека. Членами сообщества является 150 организаций. А 7 и 8 февраля на телеканалах «Кубань 24» (принадлежит администрации Краснодарского края) и «Краснодар» (принадлежит ООО «МТРК Краснодар», основным владельцем которой является администрация города Краснодара) и также на сайтах этих каналов появились сюжеты под заголовками «Эковахта по Северному Кавказу» оказалась в центре скандала». Авторы сюжетов обвиняют экологов в том, что они отказываются признавать свою организацию иностранным агентом и оспаривает в суде наложенные на неё штрафы. Как сказал корреспонденту ФЗГ руководитель организации Андрей Рудомаха, Экологическая Вахта обратилась в прокуратуру Краснодарского края и краевое управление Следственного комитета с заявлениями о совершении уголовно наказуемых деяний должностными лицами телеканалов «Кубань 24» и «Краснодар» по факту распространения клеветнических и порочащих сведений как в отношении самой ЭкоВахты, так и в отношении её пресс-секретаря Дмитрия Шевченко.

ФЕВРАЛЬ, 4
Сайт «Брянская улица»
Сайт «Брянская улица» стал жертвой успешной атаки неизвестных хакеров. Портал, который совсем недавно получил регистрацию СМИ, перестал работать. Как рассказала редактор Елена Воробьева, они журналисты планируют обратится в правоохранительные органы. Хотя понимают, что шансы найти заказчиков или исполнителей атаки невелики. «Мы не жалуемся и никого не обвиняем - просто решаем очередную проблему и, наверно, становимся злее», - сказала редактор «Брянской улицы» корреспонденту «БрянскToday». Также она сообщила, что сайт постепенно будет восстановлен.

ФЕВРАЛЬ, 5
Алла Чернышева
В Химках (Московская область) рядом с парком «Дубки» состоялся пикет в защиту парка. Защитники «Дубков» стояли с плакатами, раздавали газеты, беседовали с прохожими и просили их поддержать кампанию за спасение «Дубков» от застройки. Спокойно провести акцию не удалось. Рядом с пикетчиками появился трактор - он стал кружить поблизости со страшным грохотом. Активисты едва успевали увернуться от него, чтобы не быть сбитыми с ног. Усиленная уборка трактором дорожки, которая и так была чистой, продолжалась на протяжении практически всего пикета. После акции, когда все участники разошлись, трактор сразу же остановился, его водитель вышел из кабины - и куда-то ушел. Все затихло, как будто ничего и не было. Редактор «Экообороны» Алла Чернышева зафиксировала сцену на видео. При этом стоявшие чуть в отдалении двое мужчин маргинального вида сначала зачем-то показали ей непристойный жест, а затем пригрозили разбить видеокамеру.

ФЕВРАЛЬ, 6
СМИ Карелии
Затянувший судебный спор Союза журналистов Карелии с Петрозаводской администрацией завершился в пользу журналистов. Практически все оспариваемые нормы правил аккредитации журналистов, принятые мэрией Петрозаводска, признаны подлежащими отмене в силу их незаконности. Таким образом, редакции и журналисты сами вольны решать, какие мероприятия Петрозаводской мэрии и в каком объёме они будут освещать, и станут ли вообще это делать. При этом они не рискуют оказаться в числе редакций, чьи журналисты будут лишаться аккредитации в случае, если в течение полугода не освещают события, связанные с деятельностью столичной мэрии. А в правилах аккредитации журналистов подобный предписывающий пункт был, Петрозаводская мэрия обязывала освещать её работу, фактически вмешиваясь с редакционную политику СМИ. Верховный суд Карелии, изучив аргументы сторон судебного спора, согласился с тем, что Петрозаводская мэрия, приняв нормативный документ (правила аккредитации), вступила в конфликт с федеральным законодательством, регулирующим деятельность СМИ, и с Конституцией России. На этом основании оспариваемые Союзом журналистов пункты правил аккредитации отменялись. Из пяти таких норм одна, правда, осталась в силе, и не потому, что юристы Петрозаводской мэрии оказались правы, а потому, что не было надлежащего заявителя, оспаривавшего и данную норму. Речь идёт о том, что администрация Петрозаводска отказывала в аккредитации тем СМИ, которые не имеют регистрации. В категорию незарегистрированных СМИ попадают печатные периодические издания с тиражом менее одной тысячи экземпляров и интернет-издания, действующие без регистрации в качестве СМИ. Однако если кто-то из них обратится в суд, то и они выиграют процесс, поскольку федеральный закон не требует от данной группы СМИ обязательной регистрации. Потому Петрозаводской мэрии стоило бы, не дожидаясь очередного судебного иска, самой отменить и этот пункт собственных правил аккредитации журналистов. По общему мнению редакций, текст разработанных правил аккредитации не имеет никакого смысла, этот документ лишний. Удивительно, что в процессе публичного спора, сопровождавшего судебный процесс, глава Петрозаводска Ирина Мирошник вдруг сообщила, что оказалась невнимательной при подписании данного нормативного документа, в противном разе она бы его не подписала. То есть, мэр Петрозаводска признала ошибку своих юристов, а заодно и всей администрации. Тогда зачем было так упорствовать в отстаивании своей позиции - загадка. Теперь же есть надежда, что продолжения у этой судебной истории не будет. Стоит обратить внимание и на то, что суд первой инстанции, Петрозаводский городской суд, был на стороне Петрозаводской мэрии. Подобные профессиональные ошибки было бы правильным обсуждать на внутрисудейских мероприятиях, для Совета судей Карелии тут точно есть предмет для профессионального разбора ситуации.

ФЕВРАЛЬ, 6
Илья Давыдов
Прокуратура Чечни потребовала привлечения к уголовной ответственности блогера за иронические шутки про Коран и Библию. Само выступление блогера Ильи Давыдова в московском стендап-клубе прошло еще в 2012 году. В Youtube двухминутный ролик был выложен в апреле 2015 года, а в январе 2017 года он появился на мусульманском канале Telegram «Требуй знания». И вот после этого Давыдов стал получать угрозы и оскорбления. 21 января он покинул пределы России, при этом он не стал обращаться в полицию по поводу угроз в его адрес. «Согласно психолингвистическому исследованию, в указанном видеоматериале имеются действия и высказывания, направленные на унижение человека и группы лиц по признакам отношения к религии ислам и христианство», - говорится в сообщении от 3 февраля на сайте прокуратуры Чечни. В этой связи прокуратура подготовила заявление в суд о признании видеоматериала экстремистским, а также потребовала от органов следствия возбудить в отношении блогера уголовное дело о возбуждении ненависти или вражды (ч. 1 ст. 282 УК РФ). Санкции этой статьи УК РФ предусматривают наказание до пяти лет лишения свободы. Сторонники блогера считают, что ни о каком осквернении религиозных книг речи быть не может, так как книга, которую он демонстрировал во время выступления и в которую вложил грязный носок, не была ни Кораном, ни Библией.

ФЕВРАЛЬ, 6
Алексей Иванов
В Дальнегорске (Приморский край) совершено нападение на шеф-редактора Дальневосточной редакции ИА Regnum Алексея Иванова. Инцидент произошел на улице Осипенко. Избитого журналиста обнаружила местная жительница, которая обратилась в полицию. Супруга Иванова Валерия сообщила, что ее муж получил черепно-мозговую травму и находится в больнице в состоянии средней тяжести. Ему была сделана томография, по результатам которой можно будет судить о последствиях побоев. Придя в себя, Иванов сообщил, что злоумышленник бил его ногами по голове. По мнению Алексея, нападение может иметь прямую связь с его профессиональной деятельностью и гражданской позицией. В частности, Иванов неоднократно высказывался в поддержку главы администрации Дальнегорска Игоря Сахуты, задержанного в конце прошлого года по подозрению в совершении должностного преступления. Иванов уверен в невиновности градоначальника. Он рассказал, что собирал документы к судебному заседанию, которое состоится в ближайшее время. Избитый журналист обратился в полицию. По делу проводится доследственная проверка, устанавливаются обстоятельства происшествия. Расследование преступления взял под контроль глава Приморского края Владимир Миклушевский. «Никто не может воспрепятствовать профессиональной деятельности журналистов, тем более криминальными методами. Расследование этого дела я возьму под личный контроль, виновные в нападении должны понести наказание по всей строгости закона», - цитирует главу региона «РИА Новости».

ФЕВРАЛЬ, 6
Александр Зимбовский
В Люберцах (Московская область) сотрудники полиции задержали журналиста Александра Зимбовского в тот момент, когда он фотографировал выселение человека представителями управляющей компании из комнаты общежития. Об этом ОВД-Инфо сообщил сам задержанный. А. Зимбовского доставили в Ухтомский отдел полиции города Люберцы.

ФЕВРАЛЬ, 6, 10
Ирина Славина
Уголовное дело по факту умышленного причинения ущерба и угроз в адрес оппозиционной журналистки Ирины Славиной не будет возбуждено. Об этом сообщает Славина в своем фейсбуке. Постановление журналистка пока не получила. Решение об отказе в возбуждении дела 10 февраля ей сообщил участковый по телефону. Ранее сообщалось о преследовании главного редактора оппозиционного нижегородского издания «КозаПресс» Ирины Славиной. Неизвестные резали колеса ее автомобиля и распространяли листовки, на которых совмещены логотип издания, сатанинские символы и эмблему ИГИЛ (см. монитор за январь 2017 года). 6 февраля журналистке пришло уведомление из налоговой инспекции о грядущей проверке сделок «КозаПресс».

ФЕВРАЛЬ, 7
СМИ Краснодарского края
Не успели стихнуть страсти по поводу ухода с поста генерального директора телерадиокомпании НТК Ждана Тихонова, за якобы подаренную коллегами ему на день рождения стриптизершу с шестом, как автоматной очередью последовали новые отставки. Следует пояснить, что ТРК НТК объединяет телеканал и интернет-портал «Кубань 24», а также радиостанцию «Первое радио», учредителем которых является администрация Краснодарского края. Буквально через день стало известно о замене главного редактора «Кубанских новостей» Елены Золотовой и главного редактора газеты «Краснодарские известия» Елены Крыловой. И то и другое издание - официальные печатные органы краевой и городской исполнительной власти. Понятно, что в официальную версию ухода с должности, каждого из вышеупомянутых редакторов «по собственному желанию» никто в крае не верит, да и покинувшие должности хранят по этому поводу молчание. Комментариев коллегам-журналистам не дают, вероятно, надеясь, что их как то трудоустроят. Эта СМИшная отставка медийных боссов наглядно характеризует взаимоотношения власти со средствами массовой информации на Кубани. В Краснодарском крае они всегда были авторитарными. Официальные СМИ мало чем отличаются в этом смысле от партийной печати. И хотя в Законе «О СМИ» нет такой нормы, чтобы со сменой руководства во власти менялись и главные редакторы официальных СМИ, негласно эта норма действовала в крае всегда. Но так, чтобы сменить всех редакторов провластных изданий чохом, до прихода на пост губернатора Вениамина Кондратьева не было ни разу.

ФЕВРАЛЬ, 7
Айгуль Махмутова
По сообщению Радио Свобода, Басманный суд Москвы поместил под домашний арест журналистку Айгуль Махмутову, которую несколько лет назад судили по делу о вымогательстве. Суд состоялся еще 23 января, однако СМИ об этом стало известно только сейчас. По данным «Новой газеты» Махмутова прописана в квартире главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, но фактически живет в другом месте. Из-за постановления суда ей приходится находится под арестом в квартире правозащитницы. Алексеева уже подала апелляционную жалобу на решения суда. Махмутова была задержана вместе с бывшим муниципальным депутатом Андреем Черняковым в Комитете за гражданские права. По словам Чернякова, следователь Алексей Медников вымогал у них взятку. Бывший депутат уточнил, что сразу же подал заявление в полицию по факту вымогательства. В апелляционной жалобе Махмутовой сказано, что на заседании суда Медников дал ложные показания, заявив, что она находится в федеральном розыске. Несмотря на то, что генпрокурор был против домашнего ареста, суд вынес постановление о такой мере пресечения. В 2007 году Айгуль Махмутова была осуждена по двум уголовным делам на общий срок в пять с половиной лет. Сама Махмутова утверждала, что уголовные дела в ее отношении были сфальсифицированы.

ФЕВРАЛЬ, 7
Людмила Лаптева
Редактор «Качканарской газеты» (Свердловская область) Людмила Лаптева обратилась за помощью в Центр защиты прав СМИ после того, как получила исковое заявление о защите чести, достоинства и права на изображение от начальницы правового отдела администрации города Качканар Ольги Вепревой. Поводом для иска стала заметка, опубликованная в декабре 2015 года в печатной и электронной версии «Качканарской газеты», под названием «ОБЭП устроил обыск в кабинете главного юриста мэрии Качканара». Юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова готовит правовые документы по делу и консультирует главного редактора газеты, которая представляет интересы редакции в суде. В спорной заметке говорится о том, что отдел по борьбе с экономическими преступлениями провел обыск в кабинете Вепревой, а впоследствии изъяли бумаги и рабочий компьютер чиновницы. Сообщается, что обыск проводился в рамках расследования уголовного дела по фальсификации документов, но обвинение никому конкретно пока не предъявлено. Публикация сопровождается небольшой фотографией Вепревой, которая ранее была сделана сотрудниками «Качканарской газеты». Истица заявила, что не давала согласие на публикацию заметки и своего изображения. Вепрева в своём заявлении указала, что спорные сведения не соответствуют действительности, а именно выемку документов проводил не целый отдел по борьбе с экономическими преступлениями, а сам старший следователь отдела. Истица указала, что в мэрии её личного компьютера нет, а есть только «казенный». Также истица уточнила, что документы изъяли далеко не все, а лишь те, что значатся в протоколе выемки. То, как газета осветила проходившей у себя в кабинете обыск, истица посчитала злоупотреблением массовой информации. Истица требует от газеты удалить спорную публикацию, принести ей письменные извинения, а также возместить моральный вред в размере 10 млн.руб.

ФЕВРАЛЬ, 7
Ольга Сапронова
В Москве сотрудники полиции задержали 7 февраля журналистку проекта «Градус ТВ» Ольгу Сапронову. По данным сайта «ОВД-Инфо», она была доставлена в здание ФСБ на Лубянке из-за ее интервью с активистом-оппозиционером Марком Гальпериным. Тот также был задержан полицейскими в этот день по подозрению в экстремизме. В квартире журналистки прошел обыск, были изъяты электронные носители информации. Ольгу Сапронову допросили и отпустили вечером того же дня, взяв с нее подписку о неразглашении. Как сообщила сама Ольга, она проходит по делу в качестве свидетеля, другой информации она сообщить не смогла из-за подписки.

ФЕВРАЛЬ, 8
Телерадиокомпания «Урал-Информ ТВ»
Удалить видеозаписи с изображениями адвоката Валентины Гильмутдиновой с официального сайта телерадиокомпании «Урал-Информ ТВ». Запретить ответчику дальнейшее распространение этих видеозаписей путем изъятия и уничтожения. Взыскать в пользу истицы компенсацию за причиненный моральный вред в размере 15 тыс. рублей. Такое решение 8 февраля оставил без изменения Пермский краевой суд, посчитавший видео об адвокатской деятельности нарушением права на неприкосновенность частной жизни. Предметом судебного спора стал видеорепортаж о проблемах обманутых дольщиков из Первого пермского микрорайона, опубликованный телерадиокомпанией 27 июня 2016 года в эфире и на сайте. Адвокату В. Гильмутдиновой не понравилось собственное изображение. Уже 29 июня она обратилась к нотариусу с просьбой удостоверить протокол осмотра официального сайта «Урал-Информ ТВ». А 5 июля вчинила иск журналистам, оценив свои нравственные страдания в 500 тыс. рублей. Судебные заседания завершились 18 ноября частичным удовлетворением заявленных требований. Судья Мотовилихинского районного суда Перми Оксана Кондратюк сочла видеосъемку на пороге адвокатского кабинета без письменного согласия самого адвоката неправомерной. Помимо уничтожения видеороликов, телевизионщики обязаны компенсировать моральный вред в сумме 15 тыс. рублей, возместить расходы на нотариуса в 7,8 тыс. рублей и госпошлину в 300 рублей. «Публичность профессии истицы не влияет на оценку действий ответчика при применении ст.ст. 23, 24 Конституции РФ, ст. 151 ГК РФ и не освобождает ответчика от обязанности получить согласие истца на распространение в СМИ изображений истицы», - сказано в решении. Адвокат В. Гильмутдинова согласилась с такими выводами. Истица ограничилась возражениями на апелляционную жалобу ответчика – и на слушания в Пермский краевой суд не явилась. Выступая здесь 8 февраля, юрист Светлана Долишняя привела доказательства о законности видеосъемки. «Под запись журналисты спросили у адвоката: «Что делать дольщикам?» Она ответила: «Надо обращаться к гендиректору!» То есть, согласилась на съемку и дала журналистам комментарий. Дольщики пришли к своему контрагенту, чтобы узнать о решении своих проблем. До этого были встречи с губернатором, с правительством Пермского края», - пояснила С. Долишняя. Действительно, около 350 семей считают себя пострадавшими при строительстве жилья в селе Лобаново, пригородном к Перми. Планировалось, что 12 трехэтажных домов будут готовы к заселению в третьем квартале 2015 года. Однако сдача в эксплуатацию оказалась отложенной на неопределенный срок – якобы из-за некачественно выполненных работ. Летом 2016 года дольщики провели пикет в Перми и записали видеообращение к президенту РФ Владимиру Путину. Журналисты осветили события. Огласка оказалась не напрасной. 29 июля полиция возбудила уголовное дело, усмотрев признаки особо крупного мошенничества в действиях неустановленных лиц. Местом преступления названо здание по бульвару Гагарина, 44а в Перми. Именно сюда вместе с дольщиками приходили телевизионщики 27 июня за разъяснениями к руководству застройщика - ООО «КамСтройИнвест». Кабинет адвоката В. Гильмутдиновой, представлявшей в арбитражных процессах эту компанию, был не заперт. Вот телевизионщики и обратились за комментарием к «независимому профессиональному советнику по правовым вопросам». Цитата взята из статьи 2 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В статье 3 там указано: «Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления». Российский законодатель отнюдь не случайно - дважды в одной фразе - применил словосочетание «общество» при установлении статуса адвокатской деятельности. Пермские служители Фемиды подменили правовое определение об общественной значимости адвоката. И предпочли воспользоваться обывательскими домыслами о вторжении в частную жизнь истицы с «публичной профессией». В апелляционной инстанции так поступили судьи Дмитрий Пьянков (председательствующий), Вячеслав Фомин (докладчик) и Нина Треногина.

ФЕВРАЛЬ, 9
Первый канал
Фотограф и блогер Илья Варламов подал иск против Первого канала с требованием взыскать 540 тысяч рублей за нарушение исключительных прав на фотографии. Как указывается в материалах из картотеки суда, заявление блогера принято к производству. Первое заседание назначено на 30 марта. Иные подробности пока не сообщаются. Это не первый подобный иск Варламова к СМИ. Ранее в общей сложности он подал к редакциям российских изданий не менее 34 исков, в которых он требовал взыскать в общей сложности 11,9 млн рублей. Первым дело против блогера выиграл портал «66.ру» в сентябре 2016 года.

ФЕВРАЛЬ, 9
Онлайн-проект Ъ-Lifestyle
ИД «Коммерсант» закрыл свой онлайн-проект Lifestyle. Об этом в своем Facebook сообщил его главный редактор Евгений Тихонович. «Дорогие коллеги и партнеры, сегодня руководство ИД «Коммерсантъ» объявило нам о закрытии онлайн-проекта Ъ-Lifestyle, которым я вместе со своими коллегами занимался около 9 месяцев. Вся редакция уволена практическим одним днем (формально 14 февраля), доступы к системам отключены без предупреждения, не работает админка и почта», - написал он. По его словам, решение о закрытии Lifestyle для сотрудников стало полной неожиданностью. Тем не менее, Тихонович отметил, что редакция рада тем восьми месяцам, за которые ей удалось «сделать площадку узнаваемой, опубликовать много хороших текстов, серьезно поднять трафик и, конечно, реализовать тот самый проект с театром Фоменко, которым мы гордимся особенно».

ФЕВРАЛЬ, 9
Телеканал «Россия 24»
На днях федеральный телеканал «Россия 24» снял очередной сюжет о производстве контрафактной алкогольной продукции в Рязанской области. Столичные журналисты рассказали, что недавно к известному уже сорокаградусному ароматизатору «Пшеничная» прибавился еще один – «Изабелла». Указанный на этикетках завод официально прекратил работу еще летом 2016 года. Но охранники едва не избили журналиста за попытку попасть на производство и задать неудобные владельцам вопросы.

ФЕВРАЛЬ, 9
Съемочная группа телепрограммы «Справедливая Кубань»
В Ейском районном суде (Краснодарский кпвй) слушалось дело по иску одной из местных агрофирм, у которой рейдеры пытаются отобрать землю. Осенью прошлого года в административном комплексе предприятия вспыхнул пожар, от огня пострадали правоустанавливающие документы. Однако большую часть из них руководству предприятия все же удалось восстановить. А потому процесс в этот день обещал быть очень интересным, по этой причине к нему было приковано внимание краевой прессы. Однако федеральный судья Петр Вихор, узнав о прибытии на судебное заседание съемочной группы телепрограммы «Справедливая Кубань» из Краснодара, ответил отказом. И это при том, что все участники процесса не возражали против присутствия в суде журналистов! Свое решение не допускать съемочную группу до участия в процессе судья объяснил так: «В вашем ходатайстве, направленном на имя председателя Ейского районного суда, вы просите аккредитовать журналистов. Но районный суд не занимается вопросами аккредитации». «Аккредитовать» и «допустить к присутствию» с точки зрения здравого смысла, одно и то же. Согласно толковому словарю Ожегова, «аккредитовать – это признавать право журналиста на получение определенной информации и оказывать содействие в ее получении». То есть судья, допуская журналиста к присутствию в процессе, оказывает ему тем самым содействие в получении определенной информации по существу рассматриваемого в судебном заседании дела», - попытался переубедить судью журналист. Но ему предложили покинуть зал судебных заседаний. Защищая право журналиста на получение информации, руководство редакции направило жалобу в Квалификационную коллегию судей Краснодарского края с просьбой объяснить коллегам из районных судов, прибегающих к подобной демагогии, что никакой аккредитации на участие в открытых судебных заседаниях по закону журналистам не требуется.

ФЕВРАЛЬ, 9
Znak.Com
Представители организации «Народно-освободительное движение» (НОД) обратились в правоохранительные органы и администрацию президента с просьбой проверить Znak.com на наличие иностранного финансирования. Об этом представители самарского отделения НОД заявили еще 25 января. Директора и шеф-редактора Znak.com Аксану Панову уже пригласили в ОБЭП МВД Екатеринбурга и попросили предоставить информацию о финансировании издания. Сообщение о том, что НОД решил потребовать проверки Znak.com, появилось в конце января в паблике «НОД Самарская область: официальная группа» в сети «ВКонтакте». Пользователь Дмитрий Гуренков написал (орфография и пунктуация оригинала): «НОД инициирует проверку источников финансирования интернет газеты «Знак.сом». Интернет издание имеет прописку в Екатеринбурге и на наш взгляд ведёт Информационную войну против Национальных интересов России. В случае подтверждения наших подозрений, окажется, что это СМИ получает финансовые вливания из-за границы, интернет изданию «Знак.сом» присвоят статус «Иностранный агент»,а в случае дальнейшей агрессивной «Информационной войны» со стороны издания, НОД будет требовать «нежелательного» нахождения на территории РФ».

ФЕВРАЛЬ, 9
Газета «Ведомости»
Газета «Ведомости» должна опровергнуть информацию о покупке группы «Роста» «Аптечной сетью 36,6». Как передает РАПСИ, Арбитражный суд Москвы по заявлению ЗАО «Роста» признал сведения в издании недействительными. Претензии компании вызвала статья «Аптечная сеть 36,6» ведет переговоры о покупке группы «Роста». В материале отмечалось, что рассматриваются варианты объединения или покупки «Аптечной сетью 36,6» ЗАО «Роста». Фармдистрибьютор просил признать изложенные в статье сведения не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию. Компания «Роста» основана в 2002 году в результате объединения нескольких фармацевтических компаний. Сейчас это общество - одно из крупнейших дистрибьюторов фармацевтического рынка России.

ФЕВРАЛЬ, 10
Радио «Эхо Москвы»
Совладелец и главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов сообщил о получении письма Роскомнадзора с угрозой закрытия радиостанции. По словам Венедиктова, претензии Роскомнадзора к радиостанции связаны со структурой собственности, в частности присутствием американской компании в капитале, пишет RNS. «Эхо Москвы» привлекло юристов для изучения вопроса. «Предыдущая трактовка закона предполагает, что иностранные совладельцы СМИ могут иметь до 20%, американская компания имеет в "Эхе Москвы" 19,92%. Это письмо свидетельствует о новой трактовке закона. И вообще по нему - иностранная компания не может быть совладельцем медиа в Российской Федерации, - рассказал Венедиктов. - Это трактовка закона Роскомнадзором, наши юристы сейчас тщательно изучают этот вопрос, а также вопрос, что удастся сделать за оставшиеся дни. Всегда говорили о 20%, сейчас речь идет о нулевом пакете. Но мы разбираемся в вопросе. Вопрос сроков... Но я думаю, что мы все люди разумные. Все понимают, что за 10, 15 дней это невозможно сделать юридически. Дальше по закону. Я поставил в известность Роскомнадзор, что передал юристам все бумаги, и они разбираются в вопросе».

ФЕВРАЛЬ, 10
Портал чайковские.рф
Следственный отдел города Чайковский (Пермский край) не усмотрел в действиях районной чиновницы факта препятствия журналистской деятельности. Следователь посчитал, если статья, в итоге, была опубликована, то никто журналисту в этом не препятствовал. Проверка по делу о препятствовании журналисткой деятельности, пройдя четырежды по кругу от Чайковского ОМВД через Следственный отдел города, прокуратуру и вернувшись обратно в СО СУ СК РФ по Пермскому краю, была прекращена. Журналисту отказано в возбуждении уголовного дела в отношении начальника сектора внутренней политики и противодействия коррупции Чайковского района Юлии Калабиной по признакам преступления, предусмотренных ст. 144 УК РФ. Следователь Следственного отдела г. Чайковский пришел к выводу, что «независимо от того, пыталась ли Калабина Ю.А. выхватить у корреспондента чайковские.рф сотовый телефон или она таким образом хотела убрать руку корреспондента от своего рта, указанные действия не могут быть расценены как действия, направленные на принуждение к распространению либо отказу от распространения журналистом информации».

ФЕВРАЛЬ, 11
REGNUM
Пресненский суд Москвы принял к производству иск ИА REGNUM к МИД РФ об опровержении не соответствующих действительности сведений. Поводом для обращения в суд послужило не соответствующее действительности утверждение официального представителя МИД РФ М. Захаровой на брифинге 27 декабря 2016 года о том, что арестованные в Белоруссии за разжигание розни журналисты ИА REGNUM Ю. Павловец, Д. Алимкин и С. Шиптенко использовали в своих публикациях слово «недонарод».

ФЕВРАЛЬ, 13
Портал Сибкрай.ru
Федеральный суд Ленинского района Новосибирска отменил решение первой судебной инстанции, подвергшей административному наказанию редакцию портала Сибкрай.ru. Это решение представляется уникальным даже на фоне нынешней российской судебной практики: оно вынесено по иску, предъявленному неизвестно кому и неизвестно за что. Неизвестно и то, почему исковое заявление было подано в мировой суд, не имеющий отношения ни к предполагаемому ответчику, ни к истцу – ни тот, ни другой не прописаны в данном районе. Автор этого иска с тремя неизвестными – региональное министерство труда, занятости и трудовых ресурсов. В августе прошлого года оно прислало Сибкрай.ru письмо, потребовав от журналистов «явиться для подписания протокола об административном правонарушении»: вписьме говорилось, что портал опубликовал в разделе «Работа» объявление «с ограничениями дискриминационного характера». Никакой более информации – о месте и времени публикации, попавшей под санкции, ведомство не сообщало. Редакция портала отправила в минтруда просьбу разъяснить, в каком именно объявлении обнаружилось нарушение и в чем конкретно оно заключалось – с тем, чтобы своевременно его устранить. Она уведомила бдительных чиновников, что работодатели размещают на ее сайте объявления самостоятельно и совершенно бесплатно, поскольку это – социальный проект для поддержки новосибирцев в период кризиса, в чем, по идее, данное министерство должно быть заинтересовано в первую голову, поскольку основная его задача – сведение граждан с работодателями. Однако, как выяснилось, помощь чиновникам не нужна и даром: они не стали ничего разъяснять, а обратились к местной Фемиде с требованием наказать журналистов, осмелившихся не явиться к ним на ковер. Редакция находит странным действиям министерства только одно объяснение: возможно, им овладела жажда мести – оно не смогло забыть материалы, опубликованные порталом около года назад, в частности, статью о том, как с переходом в ведение минтруда пострадала система профтехобразования. На заседании мирового суда определились следующие обстоятельства: иск подан по неверной подсудности (Сибкрай ru, как и минтруда, не зарегистрирован в этом районе, владелец портала также в нем не проживает), юридического лица под названием «интернет-издание», которому адресован иск, не существует – оно называется по-другому; не может быть привлечен к ответственности и его «генеральный директор» К.А. Антонов, поскольку не является таковым. А самое главное: истец, прежде чем подавать заявление, не сообщил ответчику, в чем состоит его нарушение, и, соответственно, не дал возможности самостоятельно его устранить. Суд счет все эти обстоятельства несущественными в сравнении с желанием министерства привлечь редакцию к административной ответственности, и удовлетворил его иск, проигнорировав, в частности, постановление Пленума Верховного суда РФ от 15 июня 2010 года, где сказано, что если в интернет - СМИ размещены противоправные сведения, судам следует до принятия решения выяснить, требовал ли уполномоченный госорган их удаления, и было ли оно произведено, а уж потом принимать решение. Редакция, естественно, с поражением не смирилась: подала жалобу в Федеральный суд общей юрисдикции Ленинского района Новосибирска, который отменил постановление мировой судьи Мельниковой и прекратил производство по этому делу. Теперь редакции будет добиваться компенсации судебных издержек – портал Сибкрай ru сообщает, что она намерена их взыскать не с министерства труда, а из кармана министра Шмидта.

ФЕВРАЛЬ, 13
СМИ Карелии
Председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов не нашёл председателя Верховного суда Карелии. В Петрозаводске состоялось трёхдневное заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России. Члены Совета встречались, в том числе, с республиканскими журналистами, обсуждая профессиональные вопросы, беспокоящие редакции СМИ. Разговор шёл не о проблемах Карелии, а именно о трудностях работы самих журналистов. Как выяснилось, больше всего профессиональных препятствий возникает у журналистов при сборе информации в судах. Даже использование диктофонами в судебном заседании вызывает вопросы у судей, хотя это право прямо прописано законом и судебный репортёр сам решает, вести ему аудиозапись, или нет. Фото- и видеосъёмки, разрешение на ведение которых следует испрашивать у судей, нередко запрещаются в судебных заседаниях, и происходит это, как правило, потому, что одна из сторон спора возражает против просьб корреспондентов и суд с такой позицией участников процесса соглашается, не учитывая общественного интереса к судебному делу. В Петрозаводском городском суде существующие правила запрещают без разрешения судебного начальства вести фотосъёмку даже в коридоре суда. Одним словом, открытость судопроизводства и гласность в работе судей стремительно сжимается. Об этом и было поведано членам президентского Совета по правам человека, которые, в свою очередь, попросили журналистов письменно оформить подобные конфликты между прессой и судьями и результаты данного мониторинга передать в Совет по правам человека, обещая, что на эту тему обязательно состоится затем предметный разговор в Москве с Советом судей России. Тот же разговор зашёл и с председателем Совета по правам человека Михаилом Федотовым, когда он подводил итоги трёхдневной работы членов Совета в Карелии. Отвечая на заданный вопрос, он произнёс, что, к его сожалению, председатель Верховного суда Карелии А. Наквас не участвовал ни в одном мероприятии, и потому лично с ним Федотову не удалось обсудить поднимающиеся журналистами вопросы.

ФЕВРАЛЬ, 13
Газета «Час Пик»
В производстве суда города Верхняя Пышма (Свердловская область) находится иск о защите деловой репутации, предъявленный к газете «Час Пик» городской администрацией. Поводом для обращения в суд послужило размещение в сентябре прошлого года на сайте govp.info видео с речью Руслана Магамурова в репортаже с очередного митинга протеста. Видео взято с ресурса YouTube. Данная речь Руслана Магамурова, по мнению администрации, подорвала ее деловую репутацию. Сайт govp.info не имеет к редакции газеты «Час Пик» никакого юридического отношения. Ресурс учрежден физическим лицом. Поэтому привлечение в качестве ответчика главного редактора издания выглядит странно.

ФЕВРАЛЬ, 14
Юлия Литвиненко
Экс-генпрокурор РФ инициировал уголовное дело на журналиста «URA.RU». Повод беспрецедентного давления - статья, спасшая уральский завод от рейдеров и бывшего Генерального прокурора РФ Юрия Скуратова. Рабочие артемовского завода «Вентпром» просят высшее руководство правоохранительных органов взять под особый контроль расследование уголовного дела в отношении журналиста «URA.RU» Юлии Литвиненко. Она подозревается в преступлении по статье 128.1 УК РФ («Клевета с использованием СМИ»). Дело возбуждено по заявлению бывшего генерального прокурора России Юрия Скуратова. В октябре Юрий Ильич стал героем публикации «URA.RU». Юристы фирмы, где он является совладельцем, сумели выиграть в Семнадцатом арбитражном апелляционном суде дело, по которому нынешние владельцы должны бывшим акционерам вообще другого завода 1,4 млрд рублей в возмещение убытков. Спорное постановление апелляции было в январе отменено Арбитражным судом Уральского округа как незаконное. Если бы не выигранная апелляция, после выплаты долга предприятие было бы разорено. «Вентпром» - один из четырех в мире заводов, которые делают вентиляцию для метро и шахт. Кроме того, без работы могло остаться 500 сотрудников завода. «URA.RU» было первым СМИ, сообщившим, кто стоит за переделом собственности на уникальном предприятии. Целью агентства являлось привлечение внимания к ситуации вокруг предприятия. Но Юрий Скуратов посчитал, что журналистское расследование порочит его честь и деловую репутацию. После опубликования статьи Юлии Литвиненко о сложившейся ситуации на АО «АМЗ «Вентпром» в отношении нее было возбуждено уголовное дело по факту клеветы на Ю. Скуратова. Рабочие завода просят замгенпрокурора по УрФО, прокурора Свердловской области и начальника ГУ МВД взять на особый контроль ситуацию по поводу возбуждения уголовного дела в отношении журналиста информационного агентства «URA.RU» Юлии Литвиненко. «Это беспрецедентно - возбуждение фигурантного уголовного дела за клевету в СМИ в отношении журналиста. Это в первый раз в моей практике. Я даже могу утверждать, что это первое подобное дело в Свердловской области», - говорит адвокат Павел Бабиков. «У URA.RU много недоброжелателей, агентство пишет о коррупции, и в нем проходит множество проверок. После предоставления подтверждающих документов в возбуждении дела заявителям отказывается. Но еще ни разу не было такого, что уголовное дело возбуждено сразу в отношении автора. Примечательно, что Скуратов даже не обращался в редакцию с требованием об опровержении. Мы будем бороться: у журналиста есть все доказательства правдивости информации, приведенной в статье», - заключает защитник.

ФЕВРАЛЬ, 14
Эдуард Шмонин
Главный редактор «ОТВ-Югра» (Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ) Эдуард Шмонин опубликовал открытое заявление, в котором рассказал об угрозах силовиков подбросить ему наркотики или оружие. Инцидент, как пишет Эдуард Шмонин, произошел в ходе обыска у него в квартире, который проводился 12 февраля 2017 года. «Один из сотрудников силовых структур подошел ко мне, приблизившись вплотную, и вполголоса произнес угрозы, смысл которых сводится к тому, чтобы я в ближайшее время уехал из города и покинул его навсегда, а то мне подбросят наркотики или оружие», – сообщается в заявлении. Главный редактор «ОТВ-Югра» подчеркнул, что не употребляет наркотиков, не носит их в карманах и не перевозит их в машине, а также не владеет оружием или боеприпасами. «Если у меня в ближайшие дни обнаружат психотропные вещества, оружие или патроны, то это действие и его последствия будут результатом заранее спланированной провокации», – отметил Эдуард Шмонин. Напомним, ранее в квартире главного редактора «ОТВ-Югра» прошли оперативные мероприятия, связанные с расследованием уголовного дела о распространении порнографии.

ФЕВРАЛЬ, 14
Анатолий Емельянов
Корреспондент одного из уральских Интернет-порталов сообщил об угрозах в свой адрес, поступивших после выхода материала о конфликте вокруг парковочных мест в Октябрьском районе Екатеринбурга. По словам журналиста Анатолия Емельянова, вечером на сайте ystav.com был опубликован материал, в котором рассказывалось о том, как жильцы одного из многоквартирных домов столкнулись со «сбором дани» со стороны неизвестно откуда взявшихся парковщиков. Попытки противостоять привели к драке с охраной. На следующий день после выхода материала, Анатолию поступил звонок. «Разговор получился очень сумбурным, звонивший никак не представился. Говорил со мной о моем материале, просил смягчить формулировки. Я объяснил, что писал материал со слов местных жителей, поэтому смягчать не буду. Тогда мне пригрозили полицейской и прокурорской проверками», – рассказал Анатолий корреспонденту «МК-Урал». По словам журналиста, особый интерес звонивших вызвала информация о бывшем оперативнике, который, по словам местных жителей, стоит за самовольным созданием платных парковок во дворах. «Меня попросили предоставить точные данные по данному персонажу. Я вновь сказал, что ничего не знаю, поскольку данная информация получена от местных жителей. После этого я спросил, откуда звонят, мне сказали, что из УВД Екатеринбурга», – отметил он. В ближайшее время Анатолий Емельянов планирует подать в полицию заявление об угрозах.

ФЕВРАЛЬ, 14
Роман Сущенко
Мосгорсуд продлил арест обвиняемому в шпионаже журналисту украинского информагентства «Укринформ» Роману Сущенко. Единственным свидетелем обвинения по делу журналиста украинского информагентства «Укринформ» Романа Сущенко является его кум, с которым они знакомы более 25 лет. Об этом корреспонденту УНИАН сообщил адвокат Марк Фейгин по итогам рассмотрения апелляции в Московском городском суде, признавшем законным арест Сущенко до 30 апреля. «Доказательством по делу будут различного рода оперативные материалы. Единственный свидетель обвинения - это его близкий знакомый, с которым Сущенко знаком более 25 лет. Мало того, Сущенко крестил его сына в Киеве некоторое время назад», - отметил Фейгин. По его словам, остальными свидетелями будут оперативные сотрудники ФСБ, которые его задерживали. Фейгин рассказывает, что оперативная работа против Сущенко велась некоторое время, но в деле нет ничего такого, «что можно обсуждать - только записи слежки». Адвокат добавил, что судья отказала в смягчении меры пресечения для Сущенко на домашний арест, а также отклонила ходатайство о привлечении в качестве защитника консула Украины. «Сущенко мог бы находиться в гостевом доме при посольстве Украины в РФ, на который не распространяется Венская конвенция (о неприкосновенности). Охраняет вход и выход туда полиция. Сбежать он не сможет, так как у него изъяли паспорт. Наверное, предполагают, что он такой шпион, что у него 10 паспортов, и он обреется налысо или наденет парик. При такой публичности процесса никаких нарушений со стороны подзащитного быть не может», - утверждает Фейгин. Также суд отказал в переводе под домашний арест, мотивируя это тем, что Сущенко может уничтожить доказательства. «Как он может уничтожить доказательства, я не представляю: они все содержатся в ФСБ. Никаких иных доказательств по делу нет - только те, которые создали сотрудники спецслужб», - утверждает Фейгин. Фейгин подчеркнул, что Сущенко никогда не привлекался к уголовной ответственности и последние шесть лет работал корреспондентом в Париже (см. монитор за октябрь 2016 года).

ФЕВРАЛЬ, 14
Василий Полонский
Московский городской суд отклонил жалобу защиты корреспондента Дождя на решение о назначении ему штрафа в 600 рублей по обвинению в неповиновении полиции при задержании в московском парке Кусково. Адвокат Полонского Мария Куракина считает решение «беспрецедентным». «Обращает особое внимание то, что суд явно проигнорировал многочисленные противоречия, которые звучали в показаниях сотрудников полиции ОВД Вешняки. Один из свидетелей явно говорил, что он задерживал журналиста Полонского, время он не помнит, то он задерживал, то он не задерживал. Не могли пояснить, какие документы и как они составляли при задержании», - отметила она. По ее мнению, суд первой инстанции нарушил принцип гласности судебного заседания, а также КоАП и статью 6 Европейской конвенции о защите прав человека (право на справедливое судебное разбирательство), «потому что суд отказывает в ведении протокола судебного заседания, допросе свидетелей защиты и никак это не мотивирует». После получения мотивированного решения суда будет принято решение о его обжаловании, заключила Куракина. Перовский районный суд Москвы оштрафовал Полонского в конце декабря 2016 года после его задержания в парке Кусково, где он снимал сюжет о вырубке деревьев и задержании активистов, борющихся с ней (см. монитор за декабрь 2016 года).

ФЕВРАЛЬ, 14
Газета «Уральский рабочий»
Медиа-сообщество Свердловской области в шоке. Самое авторитетное некогда издание области, чей тираж достигал более 600 тысяч экземпляров, близко к исчезновению. 14 февраля редакция «Уральского рабочего» отметила собственное 110-летие, а спустя 3 дня стало известно, что учредители одноименного медиахолдинга – экс-первые лица Екатеринбурга – фактически отказались от финансирования газеты, оставив за собой только городскую «Вечерку». Впрочем, эта удручающая ситуация назревала. Еще в декабре «Уральский рабочий» стал черно-белым, далее экономия коснулась и формата – газета стала выходить только 4 раза в неделю форматом А3 всего на 4 страницах, без ТВ-программы и при сокращенном тираже. Подписчики – в недоумении. Самое печальное – уволены более 10 сотрудников, и, скорее всего, эта тенденция продолжится. Ветераны «Уральского рабочего» обратились в региональный Союз журналистов, где пообещали разобраться в ситуации, понимая, что решение – за учредителями. На встрече с руководителем медиахолдинга Евгением Тулисовым за тортом в честь юбилея ветераны услышали, что газета будет жить. Но в непростых финансово-экономических условиях печатное издание не выдерживает конкуренции на медийном рынке, а потому нуждается в сильном спонсоре, которым, по мнению Тулисова, может стать руководство Свердловской области. Необходимые переговоры были проведены. Но зачем областной власти еще одно издание, ведь оно уже давно финансирует «Областную газету», а с «Уральским рабочим» у нее долгие годы шла фактически война?! Судя по всему, после деприватизации «Областная» элементарно «проглотит» «Уральский», и станет использовать популярный тренд в качестве сайта. Но эксперты знают, что подписчики печатной версии и электронной, увы, практически не совпадают… К сожалению, в Свердловской области это уже не первый подобный случай. В конце 2016 года в эфир перестала выходить телекомпания «Ермак», близкая к Уральскому полпредству. Всех журналистов учредители уволили, правда, аудитории они сообщили, что постараются со временем вернуть «Ермак» к жизни. ФЗГ следит за развитием событий.

ФЕВРАЛЬ, 14
ЗАО «Аргументы и факты»
Арбитражный суд Москвы признал недостоверными опубликованные в «Аргументах и фактах» сведения о предложении главы Российского зернового союза (РЗС) использовать в хлебе зерно для корма скота. Как сообщает РАПСИ со ссылкой на материалы дела, суд, таким образом, удовлетворил исковые требования РЗС к ЗАО «Аргументы и факты». В результате арбитраж обязал издание опровергнуть недостоверные сведения. Иск был мотивирован тем, что ответчик распространил заведомо ложные сведения, наносящие вред деловой репутации РЗС. В материалах дела указано, что «Аргументы и факты» опубликовали статью, в которой утверждалось, что президент союза констатировал использование фуражного зерна в хлебе и предложил разрешить это официально - введя в ГОСТ. Впоследствии издание публиковало статьи, в которых, по мнению истца, создавался негативный образ союза. Отмечается, что ответчиком не представлено доказательств достоверности распространяемой информации, в связи с чем исковые требования были удовлетворены.

ФЕВРАЛЬ, 14
Телеканал «Арктик ТВ»
День всех влюбленных для сотрудников мурманского регионального телеканала «Арктик ТВ» выдался далеко не праздничным. В этот день стало известно об увольнении трети редакции службы новостей. Операторы и корреспонденты уходили «по собственному желанию», но, понятно, что желания покидать любимую работу, которой ты отдал не один год, не было ни у кого. «Золотой парашют» был, конечно, далеко не «золотой», но выбора не оставалось. Руководство телеканала приняло решение сократить штат. В принципе, все к этому и шло. Проблемы с задержками заработной платы на предприятии начались еще в начале лета 2016 года. Деньги просто не выдавали, доходило до того, что некоторые отпускники, отгуляв заслуженный на Крайнем Север отдых, только выйдя на работу, получали отпускные. И так во всём. К осени было принято решение о ликвидации ООО «ПКС (Предприятие Кабельных Сетей)», и почти всех сотрудников перевели в новую фирму ООО «Двалин» (именно так звали гнома из бестселлера «Властелин Колец»). В новообразованной конторе сразу все не заладилось, зарплату стали выдавать частями - иногда в три или четыре захода, и в основном «в конверте» - то есть, поход в трудовую инспекцию ничего бы не дал. Так со скрипом не протянув и полгода – ООО «Двалин» практически развалилось, из трудового коллектива телеканала, вещающего 24 часа, остались 4 журналиста, 4 оператора и 2 водителя. Все авторские программы были ликвидированы. Из собственного контента в эфире остались только новости, в которых основные темы – это отработка так называемого «информационного сопровождения» городской и областной власти.

ФЕВРАЛЬ, 15
Виктор Краснов
Мировой суд в Ставрополе прекратил уголовное дело в отношении блогера Виктора Краснова, которого обвинили в оскорблении чувств верующих из-за комментариев в соцсети «ВКонтакте». Адвокат Андрей Сабинин сообщил, что судебное разбирательство было прекращено из-за истечения сроков давности уголовного преследования. Осенью 2014 года в ходе спора в комментариях группы «ВКонтакте» Краснов написал «бога нет», а библию назвал «сборником еврейских сказок». За эти слова двое участников дискуссии подали на него заявление в полицию. Суд по делу блогера начался в марте 2016 года. Сам он неоднократно заявлял, что не нарушил ни одного закона (см. монитор за март 2016 года).

ФЕВРАЛЬ, 15
Лена Мария Перссон-Лефгрен
Эйстейн Виндстад
Александра Елагина
Егор Сковорода
Антон Прусаков
Михаил Солунин
Руководство Следственного комитета России по Ингушетии приняло решение о приостановке расследования уголовного дела о нападении на журналистов и правозащитников на границе с Чечней, заявил представляющий интересы журналистов адвокат Андрей Сабинин, передает корреспондент «Газеты.Ru». «Дело приостановлено в связи с не установлением лиц, руководство СК утвердило это решение. Сейчас дело находится на проверке в прокуратуре», - сказал он. Андрей Сабинин также отметил, что представители защиты направили ходатайство на ознакомление с материалами дела. Нападение группы неизвестных на сводную мобильную группу Комитета по предотвращению пыток произошло 9 марта 2016 года по пути из Ингушетии в Грозный на федеральной трассе «Кавказ». В машине находились сотрудник комитета, водители и журналисты, среди которых корреспонденты «Медиазоны», журнала The New Times, а также журналисты из Швеции и Норвегии (см. монитор за март 2016 года).

ФЕВРАЛЬ, 15
Екатерина Винокурова
По делу внештатного корреспондента «Коммерсанта» Давида Френкеля правоохранители допросили журналистку портала Znak.com Екатерину Винокурову. Как сообщает издание, Френкель сообщил Винокуровой, что прокуратура Петербурга отменила отказ в возбуждении уголовного дела. Информацию о разговоре с журналисткой подтвердил участковый ОВД Пресненского района города Москвы. По его словам, он опрашивал Винокурову, поскольку она спросила о Френкеле на пресс-конференции с президентом Владимиром Путиным в декабре 2016 года. Участковый спросил Винокурову, откуда она узнала об инциденте с Френкелем. Он пояснил, что опросить журналиста его попросили коллеги из Петербурга, которые после отмены отказа в возбуждении дела собирают дополнительные материалы. Вопрос президенту рассматривается как развитие дела. Журналист пояснила, что узнала об инциденте из издания «Коммерсант», а также из блога корреспондента «Эха Москвы в Санкт-Петербурге» Арсения Веснина, опубликовавшего видео нападения активиста НОД на журналистов. Корреспондент также показала участковому видео нападения, и он сильно удивился этим кадрам. Опрос проходил в присутствии адвоката «Открытой России» Сергея Бадамшина. Напомним, 11 декабря в ходе несанкционированного шествия в поддержку ЛГБТ-сообщества на Невском проспекте на Френкеля было совершено нападение. Сообщалось, что журналиста атаковал пожилой активист Национально-освободительного движения (НОД). На видео, выложенном в соцсети, видно, как мужчина наносит фотографу удар ногой. Дежурившие на Невском проспекте полицейские не отреагировали на обращение Френкеля, тогда журналист вызвал наряд. Однако правоохранители заявили, что нодовцы подали встречное заявление о том, что он препятствовал проведению якобы согласованной акции (см. монитор за декабрь 2016 года).

ФЕВРАЛЬ, 16
Сайт «Правозащитники Урала»
Свердловский областной суд признал сообщения о пытках в колонии №5 в Нижнем Тагиле порочащими деловую репутацию этого исправительного учреждения. Таким образом, суд отклонил апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, сообщает «Медиазона». О пытках в ИК-5 в Нижнем Тагиле сообщалось на сайте «Правозащитники Урала». В октябре прошлого года суд признал информацию о садистских методах работы сотрудников колонии порочащими их репутацию и обязал правозащитников выплатить по 300 тысяч рублей трем служащим Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Областной суд после рассмотрения апелляционной жалобы уменьшил сумму выплаты до 70 тысяч рублей на каждого из трех сотрудников колонии, признав таким образом, что информация о пытках в исправительном учреждении является порочащей деловую репутацию.

ФЕВРАЛЬ, 16
«Новая газета»
Арбитражный суд Москвы отказал авиакомпании-лоукостеру «Победа» в рассмотрении иска к «Новой газете» о защите деловой репутации, сообщает РИА «Новости». Такое решение принято в связи с тем, что до обращения в суд истец не направил претензии автору текста, нарушив таким образом обязательный порядок досудебного урегулирования. «Иск оставить без рассмотрения, поскольку не соблюден обязательный порядок обращения в суд», - огласил решение судья. Кроме того, суд решил вернуть заявителю госпошлину. Напомним, Арбитраж зарегистрировал иск «Победы» к «Новой» в конце ноября прошлого года. Иск касался публикации газеты, которая, по мнению заявителей, содержит необоснованные обвинения в адрес авиакомпании и порочит ее деловую репутацию. В сообщении «Победы» отмечалось, что журналистка обвинила перевозчика в постоянной задержке вылетов, однако лоукостер входит в число лидеров по пунктуальности среди российских компаний. Кроме того, по мнению представителей авиакомпании, автор текста обвинил ее в намеренном рассаживании детей и родителей, что не соответствуют действительности. В «Новой газете» заявили, что в издании не усматривают в опубликованной статье никакой попытки подорвать деятельность лоукостера. По словам Прусенковой, это был репортаж, основанный на личном опыте, в нем все соответствует действительности. Компания требовала с издания 2 млн рублей.

ФЕВРАЛЬ, 16
Все СМИ
Депутаты Госдумы предложили ввести высокие штрафы за отказ от предоставления информации СМИ или предоставления им заведомо недостоверных данных, сообщает ТАСС. Депутаты разработали соответствующие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Они предлагают ввести специальную административную ответственность для должностных лиц за отказ от предоставления информации представителю редакции СМИ, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации. Поясняется, что «на практике зачастую сроки предоставления информация затягиваются либо под видом информации предоставляется «отписка», «нередки случаи отказа от предоставления информации без какого-либо обоснования». Сейчас за отказ от предоставления информации или необоснованное затягивание сроков для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 1 до 3 тыс. рублей. Разработчики законопроекта предлагают повысить его до 25-30 тыс. рублей. «Размер штрафа обусловлен тем, что в результате подобных правонарушений через средства массовой информации значительный круг граждан России может недополучить актуальную, общественно значимую информацию», – отметили депутаты.

ФЕВРАЛЬ, 16
Алена Лунькова
Ирина Ромалийская
Съемочная группа канала СТБ
В центре Симферополя российские силовики задержали журналистов СТБ и «Громадське радіо». Об этом сообщил Крым.Реалии журналист Радио Свобода Антон Наумлюк. По его словам, журналистов задержали для проверки личности. В Крымской правозащитной группе добавили, что журналисты задержаны в Симферополе, на ул. Карла Либкнехта, 4. По информации журналиста канала СТБ Алены Луньковой, уже более часа у нее и коллег прямо на улице проверяют документы. Вместе с Луньковой задержана вся съемочная группа и журналист «Громадське радіо». Ирина Ромалийская. По информации журналистов, в полицию на них пожаловался кто-то из местных жителей, недовольных присутствием украинского телевидения. После проверки документов всех журналистов отпустили.

ФЕВРАЛЬ, 17
Артур Асафьев
В Уфе городские власти отказали в аккредитации при городском совете на 2017 год корреспонденту Радио Свобода Артуру Асафьеву. Члены комиссии по связям с общественностью, внешним и межрегиональным связям горсовета Уфы, как сообщается на сайте горсовета, сослались на параграф регламента аккредитации и работы средств массовой информации городского округа город Уфа, в котором говорится, что в аккредитации СМИ может быть отказано, если оно «не освещает вопросы, связанные с деятельностью органов местного самоуправления города Уфы». Комиссия аккредитовала около 70 журналистов от 14 муниципальных, региональных и федеральных изданий. Журналист выразил удивление решением властей и предположил, что депутаты «незнакомы с законодательством». Федеральный закон «О средствах массовой информации» не ставит условием аккредитации наличие или отсутствие публикаций о деятельности освещаемого органа власти или самоуправления. При этом деятельность и Совета, и городской администрации достаточно подробно освещалась как на сайте и в эфире Радио Свобода, так и на сайте одного из проектов корпорации.

ФЕВРАЛЬ, 17
Газета «Мичуринская мысль»
В Мичуринске (Тамбовская область) прокуратура поддержала заявление гражданина, который посчитал, что публикация издания затрагивает его честь и достоинство. По словам главного редактора газеты «Мичуринская мысль» Дмитрия Полякова, он получил представление, подписанное заместителем прокурора Мичуринска. В нем ведомство требует привлечь к дисциплинарной ответственности журналиста, который якобы проявил «неуважение к чести и достоинству гражданина», упомянутого в одной из публикаций газеты. В материале «Дом трещит по швам», опубликованном в «Мичуринской мысли», шла речь о попытке жительницы города доказать, что дом, в котором она проживает, аварийный. Администрация города отказалась признавать дом таковым, несмотря на заключение экспертизы. Представители мэрии усомнились в качестве экспертного заключения, о чем было упомянуто в газетной публикации. Это замечание оскорбило эксперта, и он обратился с жалобой в прокуратуру, но виновным посчитал почему-то не администрацию города, а редакцию издания. Прокуратура, проведя проверку, установила, что «журналист обязан уважать честь и достоинство гражданина» и вынесла главному редактору газеты представление об устранении нарушения. Редакция газеты расценивает требования прокуратуры как незаконные и намерена их оспаривать. Сейчас главный редактор издания обратился за правовой помощью в Центр правовой поддержки журналистов ОНФ, и его эксперты обещали поддержать позицию СМИ.

ФЕВРАЛЬ, 17
Людмила Леонтьева
Четыре «разоблачительных» статьи с начала этого года вышли в «Ставропольских ведомостях» - не намекающих даже, а прямо указующих на коррупционные схемы. Вот бы порадоваться, что еще одно издание вышло на бой с коррупцией. Но нет, «объект позора» во всех четырех статьях - не чиновник, не бизнесмен, не судья, прокурор или полицейский… А журналист! Редактор «Открытой газеты» Людмила Леонтьева. Что б ни у кого сомнений не возникло, против кого направлены разоблачения, статьи так и называются: «Налог для Леонтьевой» и, как серии, пронумерованы –2, 3, 4, 5… Это не «открытые письма», хотя адресованы они напрямую губернатору края Владимиру Владимирову. Потому что жанр открытого письма предполагает очень важную, крайне актуальную для всего общества тему, которую, скорее всего, ранее пытались донести до адресата другим способом, но, не будучи услышаны, обратились вот к такому крику совести: не могу молчать! Все четыре публикации редактора «Ставропольских ведомостей» Александра Емцова к губернатору – в чистом виде доносы. Увы, такой жанр есть, и в последнее время он стал очень популярным. Недавно «Новая газета» в статье «Снизу настучали» («Современный донос: стиль, творческое своеобразие, мотивы и персонажи») так определяет донос, ссылаясь на доктора философских наук Валерия Нехамкина: это информационный процесс, состоящий в передаче властям тайных сведений (не обязательно правдивых) о ком-то, чтобы к нему приняли меры. «Новая газета» еще уточняет: в современных доносах должно быть «обязательное указание на нелояльность к власти и другие мыслепреступления». Все это в четырех «статьях» «Ставропольских ведомостей» есть. Вот их суть. Автор, редактор Александр Емцов, просит обратить внимание губернатора на то, что его подчиненные министры - строительства и дорожного хозяйства, здравоохранения и образования - тратят большие бюджетные денежки на подписку «Открытой газеты». Столбиком, не жалея газетной площади, перечисляются все предприятия этих ведомств, подписавшиеся на «Открытую»: ГУПы, больницы, вузы… И цифры, сколько экземпляров и на какую сумму. Откуда же эти сведения, по сути, коммерческого характера? А листочек на дороге нашел, ерничает автор. И делает вывод, повторяя его во всех четырех статьях: а потому министры заставляют на подведомственных предприятиях выписывать «Открытую газету», чтобы журналисты «не гавкали» в их сторону. Подписка - плата за молчание, «зонтик от оголтелой критики». И губернатору стоит присмотреться к своим подчиненным, почему они позволяют себе поддерживать издание, которое, между тем, продолжает «оголтело клевать» главу края? Совершенно непонятно, почему в обличительный бредень доносчика попали вузы (они подчиняются федеральному центру) и частные предприятия агропромышленного, химического и газового комплексов. Они-то выписывают газету («платят за молчание») не за бюджетные деньги, и губернатор не может влиять на их коммерческую деятельность. Предположения автора, что траты на подписку потом закладываются в повышенные тарифы, что вызывает возмущение народа и рикошетом достается губернатору, просто смехотворны. Уже не первый раз констатирую: антигероями моих заметок, посягающих на гласность, «наезжающих» на независимые СМИ, все чаще становятся сами журналисты. Можно понять власть, не желающую общественного контроля, такова уж суть любой власти. Гораздо труднее понять журналистов, добровольно помогающих этой власти всадить нож в спину своего коллеги. Но, может быть, не надо называть журналистом того, кто пренебрегает самыми главными постулатами кодекса этики российского журналиста: «журналист признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было», «журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб личным или профессиональным интересам своего коллеги». Заподозрил коллегу в нечестной конкуренции? Скажи ему об этом, вынеси вопрос на обсуждение внутри профессионального сообщества. Вердикт коллег, репутационные потери для настоящего журналиста куда важнее, чем любой нажим властей. Но в том-то и дело, что для краевого медиа-сообщество, не реагирующего на угрозы в адрес журналистов и даже их убийства,– напоминание об этических нормах - это вообще из области потусторонней жизни. В редакции «Открытой» прекрасно знают, кто из чиновников, попавших под лупу журналистских расследований, использует нечистоплотные «Ставропольские ведомости». И своим знанием газета поделилась с читателями в последнем номере. А к редактору Емцову она готовит иски: за распространение порочащих сведений, не соответствующих действительности и за распространение охраняемой законом «коммерческой тайны» (которую составляют сведения о контрагентах газеты).

ФЕВРАЛЬ, 17
СМИ Перми
Мотовилихинский районный суд Перми отказал чиновнику Павлу Пахунову в требовании запретить видео- и фотосъемку судебного заседания. Накануне этот первый замначальника департамента земельных отношений (ДЗО) администрации Перми был задержан по подозрению в получении взятки в 525 тыс. рублей. Зарегистрированный в Оренбурге 44-летний П. Пахунов последние два года служил на высокой должности в пермской власти. Он известен как член комиссии по проведению аукционов по продаже, аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и участков, собственность которых не разграничена. По версии ФСБ и СКР, 15 февраля чиновник через посредника и своего друга Семена Евдокимова получил от бизнесмена Евгения Гунина взятку в крупном размере за решение вопроса о предоставлении земельного надела в городской черте. В Мотовилихинском районном суде Перми, где рассматривалось ходатайство следствия об избрании меры пресечения для подозреваемых П. Пахунова и С. Евдокимова, собрались съемочные группы четырех телекомпаний, а также десяток репортеров из печатных и интернет-изданий. Находясь под конвоем в стеклянной кабине, чиновник потребовал запретить съемку. Адвокат Лариса Жданова заявила: «И так уже происходит давление в школе на его детей». Замруководителя СО по Мотовилихинскому району Перми СКР Антон Долганов ответил на вопрос судьи Антона Долматова: «В представленных материалах нет сведений с государственной, следственной тайной. Не возражаю против съемки». Старший помощник прокурора Мотовилихинского района Перми Юлия Окулова отметила: «У нас открытое судебное заседание». Выслушав стороны, судья А. Долматов разрешил проведение видео- и фотосъемки. В условиях такой же открытости затем прошло судебное заседание об избрании меры пресечения предполагаемому посреднику в получении взятки С. Евдокимову. Оба подозреваемых в коррупции арестованы на срок по 14 апреля, о чем и сообщили СМИ.

ФЕВРАЛЬ, 17
Интернет-издание «Вести Карелии»
Исковое заявление предприятия «Аэропорт «Петрозаводск» к интернет-изданию «Вести Карелии» рассматривалось в Арбитражном суде Карелии. Заявители утверждали, что сайт и его корреспондент Светлана Лысенко регулярными публикациями о деятельности аэропорта нанесли урон деловой репутации предприятия, и на этом основании требовали опровержения и удаления статей из архива сайта. Странность ситуации заключалась в том, что публикации С. Лысенко основывались на материалах проверок транспортной прокуратуры, управления ФАС, судебных решениях, но ни к актам проверок, ни возражений в отношении состоявшихся судебных постановлений у руководства аэропорта не было. А вот журналистское расследование, основанное на документах и многочисленных интервью с сотрудниками аэропорта, в том числе и бывшими, вызвало желание судиться. Объяснить это можно было лишь одним: желанием застращать редакцию «Вестей Карелии», чтобы та больше не придавала огласке проблемы предприятия. Петрозаводский аэропорт давно устарел и уже многие годы ведётся его реконструкция, чему помогает федеральный центр, потому сама по себе тема воздушного сообщения Петрозаводска с Москвой, как и другими городами России, интересует жителей республики. Строительство инфраструктуры аэропорта постоянно контролирует заместитель Совета безопасности России Р. Нургалиев. Общественный интерес к теме огромен и потому публикации С. Лысенко на сайте «Вести Карелии» пользуются популярностью у читателей и от того, надо думать, раздражают руководство аэропорта «Петрозаводск», которое, дотошно изучив несколько материалов Лысенко, потребовало признать одиннадцать фрагментов её публикаций несоответствующими действительности, наносящими урон деловой репутации предприятия. Истец требовал удалить публикации, не выдвигая материальных претензий к редакции сайта. Дело в Арбитражном суде рассматривалось три месяца, в итоге судья признала, что сведения, приводимые корреспондентом, действительности соответствуют (документально подтверждалось низкое качество техобслуживания аэропорта и авиационной техники) и все претензии руководства БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» имеют отношение не к фактической стороне событий, а к суждениям журналистки, основанным на достоверных фактах. В итоге Арбитражный суд Карелии отказал в удовлетворении иска, так что редакции сайта не придётся опровергать спорные фразы и удалять из архива опубликованные ранее статьи.

ФЕВРАЛЬ, 20
Александр Пастухов
Привлечь начальство к уголовной ответственности за полную невыплату свыше двух месяцев заработной платы намерен руководитель отдела социальных медиа ООО «АктивМедиа» Александр Пастухов. Об этом он заявил 20 февраля в Свердловском районном суде Перми на предварительном слушании своего иска о выплате долга в 95,4 тыс. рублей и компенсации морального вреда на 50 тыс. рублей. Журналист сообщил, что уже обратился в прокуратуру и Государственную инспекцию труда по Пермскому краю. По его просьбе судья Ольга Князева приобщила к материалам гражданского дела ответ из инспекции, датированный 30 января 2017 года. Там сказано, что за допущенные нарушения трудового законодательства исполнительный директор ООО «АктивМедиа» Екатерина Бербер привлечена к административной ответственности. Согласно выписке ЕГРЮЛ на 20 февраля 2017 года, помимо бывшего замглавы администрации Перми Е. Бербер в медиахолдинге есть управляющий Тимур Мардер – индивидуальный предприниматель из подмосковного Красногорска. Единственным учредителем значится некая Марина Гордейчик. Отвечая на вопрос суда, истец А. Пастухов уточнил: «Фактическим владельцем является депутат Государственной Думы РФ Дмитрий Скриванов». ФЗГ рассказывал о том, как пять бывших сотрудников подконтрольной Д. Скриванову газеты «Звезда» лишь через суд сумели добиться права на получение собственных окладов и гонораров. Похоже, в ООО «АктивМедиа» повторяется та же история. А. Пастухов трудится в ООО «АктивМедиа» с декабря 2014 года, продолжив карьеру успешного SMM-менеджера. В настоящее время руководит отделом социальных медиа с окладом 20 тыс. рублей. 6 декабря 2016 года он был вынужден воспользоваться статьей 142 Трудового кодекса РФ («Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику»). 26-летний специалист письменно уведомил администрацию о приостановлении работы до выплаты задержанной суммы. В последний раз ему заплатили именно 6 декабря, но только частично за октябрь – и всего 2,9 тыс. рублей. За ноябрь, а потом за декабрь работодатель не перечислил ни копейки. Поэтому 18 января 2017 года пришлось обратиться в суд. В беседе с ФЗГ журналист отметил, что иск о невыплаченной зарплате предъявил и бывший главный редактор еженедельника «Пермская трибуна» Денис Кашников. Вероятно, так же поступят другие журналисты из медиахолдинга Д. Скриванова – предположил А. Пастухов. Напомним санкции, предусмотренные частью 2 статьи 145.1 Уголовного кодекса РФ («Невыплата заработной платы»). Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, наказывается штрафом в размере от 100 до 500 тыс. рублей – вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.

ФЕВРАЛЬ, 20
Евгениея Острая
Ирина Мезенина
Виктор Сидоренко
Скандал, причиной которого стало массовое увольнение редакторов районных газет, разгорелся в прошлом году. Тогда начальник Главного управления информационной политики Омской области Станислав Сумароков объяснил кадровые изменения «рядовым непродлением контракта». За редакторов вступился Союз журналистов, а сотрудники газеты «Наша Иртышская правда», как сообщал «Омскинформ», написали обращение к президенту Владимиру Путину, губернатору Виктору Назарову и главе ГУИП. Они заявляли, что уйдут вслед за своим руководителем Евгенией Острой. Первой появилась информация о том, что суд отказал в восстановлении редактору «Тарского прииртышья» Ирине Мезениной. По данным картотеки судебных решений Центрального суда, также отказано в удовлетворении иска Светлане Шалашовой (газета «За урожай») и Виктору Сидоренко (Ihre Zeitung (Ваша газета)). «Суд постановил не восстанавливать их на прежнее место работы, поскольку нет никаких законных оснований для этого. Контракты были расторгнуты в соответствии с законодательством», - прокомментировал решение суда «ВОмске» начальник ГУИП Станислав Сумароков.

ФЕВРАЛЬ, 21
Издание «Медиазона»
Издание «Медиазона» получило от Роскомнадзора уведомления о двух штрафах на пять тысяч рублей за то, что в новостях об экстремистских организациях не было сказано, что они экстремистские. Об этом «Медузе» сообщил главный редактор издания Сергей Смирнов. Речь идет о новостях про Меджлис крымскотатарского народа, запрещенный Верховным судом Крыма в 2016 году, и националистическую организацию Misanthropic Division, которую Красноярский краевой суд запретил в 2015 году. Обе организации были признаны экстремистскими. «Медиазона» намерена обжаловать решение Роскомнадзора. «Мы с этим штрафом не согласны, потому что считаем, что положительного контекста в обозначении этих организаций у нас не было. Про Misanthropic Division у нас написано, что это нацисты, которых обвиняют в убийствах», - сообщил Смирнов. Он добавил, что в других новостях про эти организации было указано, что они запрещены в РФ. В Роскомнадзоре «Медиазоне» сообщили, что используют «специальную программу по выявлению СМИ, которые не обозначают экстремистские организации экстремистскими», и «с февраля начали массово выписывать за это штрафы». «Теперь нет никаких замечаний, разъяснений, ты об этом узнаешь постфактум из протокола про штрафы», - сказал Смирнов. Закон «О СМИ» требует от журналистов упоминать о запрете деятельности экстремистских организаций (их перечень ведет минюст РФ). Глава Роскомнадзора Александр Жаров неоднократно заявлял, что изданиям следует также поступать и при упоминании террористических организаций (список ведет ФСБ), в том числе «Исламского государства», хотя закон этого не требует. Ведомство планирует предложить соответствующие поправки в законодательство.

ФЕВРАЛЬ, 21
Илья Барабанов
Надежда Прусенкова
Журналисты Илья Барабанов («Коммерсант») и Надежда Прусенкова («Новая газета») сообщили, что издательство «Эксмо» отказалось аккредитовать их на презентацию новой книги бывшего пресс-секретаря СК РФ Владимира Маркина. Ранее Барабанов и Прусенкова обнаружили в его предыдущей книге заимствования из своих собственных статей. Барабанов написал в своем фейсбуке, что отправил в издательство письмо с просьбой аккредитовать его. Сначала там «обрадовались, поблагодарили за внимание и уточнили отчество для внесения в списки», однако позже прислали новое письмо с отказом. «На нас с Надеждой Прусенковой аккредитация сломалась и закрылась», - сообщил он. Прусенкова подтвердила «Медиазоне», что ей также было отказано в аккредитации. После появления информации об отказе Барабанову и Прусенковой в аккредитации главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов пообещал, что в знак солидарности радиостанция не будет освещать презентацию книги. Презентация книги Владимира Маркина «Убийства, теракты, катастрофы» пройдет 22 февраля в пресс-центре МИА «Россия сегодня». Из анонса мероприятия следует, что аккредитацией журналистов занимается именно пресс-центр; там отмечается, что «Россия сегодня» оставляет за собой право отказать в аккредитации без объяснения причин. «Эксмо» и «Россия сегодня» заявления журналистов пока не прокомментировали. В сентябре 2016 года Владимир Маркин, занимавший тогда должность официального представителя Следственного комитета РФ, выпустил книгу «Самые громкие преступления 21 века в России». Как выяснилось, в главе про убийство Анны Политковской есть практически дословные заимствования из статей Надежды Прусенковой и Ильи Барабанова, опубликованных соответственно в «Новой газете» и журнале The New Times. Издательство «Эксмо» заявило, что заимствования не были оформлены как цитаты из-за технической ошибки. Маркин также возложил ответственность за появление плагиата на «Эксмо», поскольку именно издательство, по его словам, занималось «литературной и технической обработкой текста». Свой вклад в работу над собственной книгой он определил как «сбор и подборка всех материалов уголовных дел, выстраивание логики сюжета, оценки и выводы». После появления сообщений о плагиате из статьи Надежды Прусенковой Владимир Маркин обозвал ее «никому не нужной журналистишкой», которая «хочет раскрутиться на его имени». Позже он извинился за свои слова.

ФЕВРАЛЬ, 21
Газета «Орловская искра»
Европейский суд по правам человека постановил выплатить компенсацию газете «Орловская искра». Как передает Republic со ссылкой на сообщение ЕСПЧ, размер компенсации составил 5,5 тысячи евро. Дело было связано с двумя материалами, которые газета опубликовала в ноябре 2007 года и в которых критиковалась деятельность тогдашнего губернатора Орловской области Егора Строева. Жалобу на статьи подал председатель областной избирательной комиссии Анатолий Трофимов, в итоге издание оштрафовали на 35 тысяч рублей. Учредителем газеты является региональное отделение КПРФ. В 2010 году заместитель главного редактора «Орловской искры» Валентина Остроушко жаловалась Дмитрию Медведеву, который тогда занимал пост президента России, на давление, оказываемое на газету из-за критики в адрес властей.

ФЕВРАЛЬ, 21
Екатерина Винокурова
Координатор Национально-освободительного движения (НОД) депутат Госдумы Евгений Федоров сообщил о подаче заявление в правоохранительные органы на корреспондента портала Znak.com Екатерину Винокурову. Заявление написал один из активистов движения. Активист НОДа обвиняет журналистку в клевете. Поводом для подачи заявления стало выступление Винокуровой в ходе большой пресс-конференции президента Владимира Путина перед Новым годом, сообщил Федоров в эфире радиостанции «Говорит Москва». Екатерина Винокурова рассказала главе государства о нападении на внештатного фотокорреспондента «Коммерсанта» Давида Френкеля во время акции протеста. Предполагается, что на журналиста напал пожилой активист движения НОД. При этом сотрудники полиции не предприняли никаких мер в отношении хулигана. Позднее стражи порядка задержали самого корреспондента, а не «нодовца». В ответ на рассказ об инциденте Путин сказал, что любые нарушения закона должны пресекаться, кто бы их ни совершил. При этом депутат Евгений Федоров отрицает существование видеозаписи инцидента с нападением на корреспондента «Коммерсанта», хотя данный видеоролик, записанный корреспондентом «Эха Москвы в Санкт-Петербурге» Арсением Весниным, доступен для просмотра в интернете.

ФЕВРАЛЬ, 21
Все СМИ
Правозащитникам и журналистам на Северном Кавказе стало сложнее освещать проблемные темы. Об этом свидетельствуют фальсификации уголовных дел в отношении журналистов и нападения на репортеров и сотрудников НКО. В Москве прошла презентация ежегодного доклада международной правозащитной организации Amnesty International, рассказывающего о ситуации с правами человека в мире. В главе, посвященной России, правозащитники среди прочего отмечают, что на Северном Кавказе по-прежнему остро стоит проблема серьезных нарушениях прав человека во время спецопераций. При этом заниматься темой противостояния властей и бандподполья в 2016 году стало опаснее. Особенно это касается Чеченской Республики. Так, на тех, кто критиковал власти Чечни, нападали «негосударственные субъекты, против них возбуждались дела, а правозащитники, освещавшие ситуацию в регионе, сталкивались с гонениями со стороны негосударственных субъектов», отмечается в докладе. Правозащитники напомнили о нападении на сотрудников Комитета по предотвращению пыток и журналистов, произошедшем 9 марта на границе Ингушетии и Чечни. Тогда неизвестные люди в масках остановили нанятый КПП микроавтобус, силой вытащили ехавших в нем правозащитников, журналистов из России, Швеции и Норвегии и водителя, избили, а машину сожгли. Спустя два часа произошло нападение на офис КПП в Ингушетии, куда правозащитники перебрались после разгрома их офиса в Чечне. 16 марта нападению в Грозном подвергся и руководитель Комитета Игорь Каляпин: после того, как правозащитника выселили из гостиницы за «нелюбовь» к чеченскому лидеру Рамзану Кадырову, несколько людей набросились на него с кулаками, забросали яйцами и облили зеленкой. Еще сложнее приходится местным жителям, которые пытаются освещать проблемы республики. В докладе упоминается преследование журналиста «Кавказского узла» Жалауди Гериева, которого 5 сентября минувшего года Шалинский районный суд Чечни приговорил к трем годам лишения свободы по статье 228 (незаконное хранение наркотиков). На суде журналист подробно рассказал, как фальсифицировалась уголовное дело. После ареста Гериева из опасений за свою свободу Чечню покинули три журналиста: их предупредили, что они

ФЕВРАЛЬ, 22
Аркадий Бабченко
Портал «Такие дела» сообщает о том, что журналист Аркадий Бабченко покинул Россию, объяснив это тем, что ему лучше какое-то время жить далеко за пределами родины, информирует replyua.net. Когда у журналиста поинтересовались причиной столь быстрого отъезда, он отказался от комментариев, однако отметил, что отъезд связан с вопросом свободы. В настоящее время Бабченко будет находиться в Чехии. У Бабченко скандальная репутация в России – в конце прошлого года, когда под Сочи разбился Ту-154, журналист отказался выражать соболезнования, объяснив свое решение тем, что погибшие, которые летели в Сирию, собирались «петь и плясать в поддержку российского руководства». На такие заявления отреагировали многие депутаты и журналисты РФ. Кто-то посоветовал лишить Бабченко гражданства, а кто-то даже угрожал возбуждением уголовного производства. «Имеется обоснованное мнение, что мне лучше пожить за пределами богохранимой Родины. Поночевать на коврике пустили добрые люди. Ну, в общем, я приехал, здравствуй, Прага», -написал Бабченко у себя в Фейсбуке.

ФЕВРАЛЬ, 22
Организация «Так-Так-Так»
Министерство юстиции включило фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента». Об этом сообщает Закс.ру. Как заявляют чиновники, «в ходе документарной проверки, которую провело управление минюста по Новосибирской области, был установлен факт соответствия организации признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента». Фонд «Так-Так-Так» – проект, направленный на оказание юридической помощи в вопросах нарушения прав человека.

ФЕВРАЛЬ, 22
Издание YA62.ru
Издание YA62.ru планирует обратиться в прокуратуру с просьбой проверить законность действий министерства печати и массовых коммуникаций Рязанской области и его руководителя Ольги Чуляевой. Поводом для этого стал недопуск журналистов издания Дарьи Копосовой и Романа Казакова 15 февраля на пресс-конференцию врио главы Рязанской области Николая Любимова. Издание уточняет, что поводом для отказа, по словам начальника отдела взаимодействия со СМИ министерства печати и массовой коммуникации Рязанской области Светланы Якуниной, стало отсутствие мест в зале, где должна была проводиться пресс-конференция Любимова. Зал, уточнила она, рассчитан на 50 человек. Руководитель портала YA62.ru Роман Казаков предполагает, что сам Любимов был не в курсе этого инцидента: «Мое субъективное личное мнение, что в тот момент он этого не знал в силу того, что он человек новый, а организация мероприятия была на совести и в компетенции прежней пресс-службы. Связываем мы это с теми, кто непосредственно готовил мероприятие. Судя по отзывам, Николай Любимов - вполне компетентный, открытый человек. Важно понимать, что мы никакое не оппозиционное СМИ, а просто СМИ, которое доносит информацию. От хорошего взаимодействия пресс-служб и СМИ выигрывают все». Сотрудники YA62.ru предположили, что указание не пускать их на пресс-конференцию дала областной министр печати Ольга Чуляева.

ФЕВРАЛЬ, 22
Сергей Пичугин
В Кирове на журналиста «Первого городского канала» напали с кулаками во время съемок. После драки Сергей Пичугин написал заявление на обидчика. Водителя Павла Трифонова из Лянгасово полицейские задержали 19 февраля. Инспекторы заметили его пьяные ночные гонки. При задержании оказалось, что Павла уже лишили водительских прав за пьяное вождение два месяца назад. После задержания Трифонова доставили в отдел ГИБДД. Там о рецидивисте решил снять репортаж журналист «Первого городского канала» Сергей Пичугин. Практически сразу пьяный водитель напал на корреспондента с кулаками. Впрочем, Сергей не удивился поведению нарушителя. Еще в декабре 2016 года, когда полицейские задержали Трифонова за вождение в статусе лишенника, он без стеснения оскорблял журналиста и угрожал ему расправой. На этот раз Павел решил свои угрозы воплотить в жизнь и с кулаками набросился на скандально-известного корреспондента. Полицейские предупредили пьяного водителя об ответственности за нападение на журналиста. Однако он пренебрег их словами. В итоге Трифонова скрутили и сковали наручниками. Сергей Пичугин рассказал, что после нападения нарушителя у него остались травмы. Он получил ушиб и написал заявление в полицию. Павлу Трифонову за нападение на журналиста и пьяное вождение грозит лишение свободы, лишение прав на три года и крупный штраф.

ФЕВРАЛЬ, 22
Сергей Мохов
Симоновская межрайонная прокуратура Москвы отменила решение Министерства внутренних дел России об отказе возбуждать дело о нападении на социолога, главного редактора журнала «Археология русской смерти» Сергея Мохова – мужа юриста Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Любови Соболь. Защита Мохова намерена добиваться возбуждения уголовного дела в отношении как самого нападавшего, так и организаторов преступления, написала Соболь у себя в фейсбуке. В конце января юристы движения «Открытая Россия» обжаловали отказ заводить дело о нападении, заявив, что полиция приняла это решение формально и преждевременно, без судебно-медицинского исследования и опроса свидетелей. Нападение на главного редактора журнала «Археология русской смерти» Сергея Мохова произошло вечером 25 ноября 2016 года. Неизвестный вколол ему в ногу жидкость, состав которой не был определен.

ФЕВРАЛЬ, 22
Максим Каленник
ГТРК «Владивосток» (филиал ВГТРК) заявила, что на ее сотрудника, оператора Максима Каленника, совершил нападение вооруженный ножом неизвестный. Как сообщается на сайте компании, инцидент произошел 22 февраля около 22:00 во Владивостоке. Когда Каленник направлялся в сторону Покровского парка во Владивостоке, возле дома №12 по Партизанскому проспекту к нему приблизился неизвестный и попытался нанести ему удар в грудь ножом для резки бумаги. «Каленнику просто повезло, что нападавший подскользнулся и упал, а лезвие ножа сломалось, успев при этом повредить лишь нагрудный карман куртки и служебное удостоверение сотрудника ГТРК «Владивосток», находившееся в нем», - говорится в сообщении. В полицию было подано заявление о нападении, на место прибыла оперативная группа, ведутся поиски преступника. «Полиция проводит проверку», - сообщили РИА Новости в пресс-службе полиции. По словам пострадавшего, нападение не случайно, а может быть связано с его профессиональной деятельностью - злоумышленник перед тем, как напасть на него, назвал оператора по имени.

ФЕВРАЛЬ, 22
Сайт «РосКомСвобода»
Общественная организация «РосКомСвобода» проиграла судебный процесс, в рамках которого просила признать неправомерной блокировку доступа к своему сайту во всех московских образовательных учреждениях. Как отметили представители организации, «РосКомСвобода» намерена продолжать борьбу за признание блокировки неправомерной. Решение суда будет обжаловано. Напомним, о судебной иске «РосКомСвободы» стало известно в начале декабря прошлого года. Тогда в организации рассказали, что о блокировке сайта rublacklist.net в образовательных и культурных учреждениях Москвы «РосКомСвобода» узнала от собственных пользователей. Именно они сообщили администрации проекта о том, что в образовательных учреждениях столицы вместо сайта «РосКомСвободы» оператор связи ПАО «МГТС» выводит «заглушку» с сообщением о наличии материалов экстремистского и террористического характера.

ФЕВРАЛЬ, 23
ИА REGNUM
Пресненский суд города Москвы встал на сторону ИА REGNUM в споре с мэром Якутска Айсеном Николаевым и его супругой, которые требовали от агентства опровержения информации, опубликованной на сайте издания. ИА REGNUM опубликовало конкретные фразы из размещенной ранее на сайте издания петиции, которые и привели к судебному разбирательству. «В течение многих лет в Якутске проводится планомерный рейдерский захват имущества и земли, находящейся в собственности граждан. Преследуя личную выгоду, используя административные рычаги и финансовые ресурсы, путём мошеннических коррупционных схем, подлога государственных документов, обмана, угроз и шантажа супруги Николаевы - глава администрации города А. С. Николаев и его супруга - Л. В. Николаева - председатель правления АКБ «Алмазэргиэнбанк», создали семейный налаженный «бизнес-конвейер» по присвоению чужой собственности», - говорилось в опубликованной петиции. Также мэру Якутска и его жене не удалось оспорить заявление, что «используя административный ресурс, супруги Николаевы выработали систему принудительного сноса жилых домов в центре города, которые намеренно доводятся до состояния крайней аварийности», и «кто даст гарантию, что чета Николаевых, апробировавшая на нас мошенническую преступную схему выселения собственников и не предоставления ничего взамен, не постарается завладеть всем проспектом?».

ФЕВРАЛЬ, 23
«Лентач»
Активисты так называемого «Православного юридического центра быстрого реагирования» недовольны картинками, размещенными в сообществе «Лентач» во «ВКонтакте». В частности, активисты угрожают сообществу проверкой Следственного комитета. Как сообщает Радио Свобода со ссылкой на авторов «Лентача», сначала недовольство «православных активистов» вызвала картинка про крестный ход вокруг Исаакиевского собора в Петербурге. Однако позднее представитель «Православного юридического центра» Георгий Солдатов потребовал удалить все, как он выразился, «кощунственные материалы» на странице сообщества с момента ее создания. В противном случае Солдатов пообещал обратиться с заявлением в Следственный комитет России. В свою очередь, администраторы сообщества не считают, что оскорбили чувства верующих и обратились за помощью в международную правозащитную группу «Агора», юристы которой не обнаружили в публикациях «Лентача» нарушений закона. По данным «Лентача», Георгий Солдатов ранее состоял в организации «Божья воля», лидером которой является Дмитрий Цорионов (Энтео). Вместе с ним представитель «Православного юридического центра» участвовал в погроме выставки в «Манеже» в Москве. Напомним, «Лентач» был создан как проект интернет-издания Lenta.ru в соцсети «ВКонтакте». Он превратился в сообщество поклонников издания и его журналистов в марте 2014 года, через неделю после увольнения главного редактора издания Галины Тимченко. По словам создателей группы, отделение сообщества от редакции издания было одним из последних распоряжений Тимченко на посту главного редактора. Создатели сообщества Игорь Белкин и Андрей Коняев передали права администраторов группе подписчиков, а сами остались там на правах «наблюдательного совета».

ФЕВРАЛЬ, 27
Телеканал «ТНТ-Онего»
Социальные сети давно стали для редакций СМИ поставщиками новостей и экспертных мнений. Однако, небрежное отношение к материалам, размещаемым в социальных сетях, может оказаться небезопасным для редакций, поскольку журналисты, заимствуя чужой контент, не должны забывать, что закон защищает авторов произведений, находящихся в открытом доступе в социальных сетях. Забывая или игнорируя это обстоятельство, редакции рискуют оказаться в судебном процессе в роли ответчиков. Такая история произошла в Карелии с телеканалом «ТНТ-Онего», который был признан Петрозаводским судом виновным в нарушении авторского права на видеоролик, выложенный в соцсети, и за что редакции придётся теперь нести материальную ответственность. Состоялось несколько судебных заседаний, прежде чем было установлено, что телеканал «ТНТ-Онего» без согласия авторов ролика использовал его в своей передаче, причём авторскому видеоряду был придан прямо противоположный смысл от изначального. Две студентки Петрозаводского университета, участвуя в молодёжном проекте «Морошка», создали двухминутный ролик с мероприятия «Мистер ПетрГУ-2016». Они сами написали сценарий и сами же выступили в роли режиссёров аудиовизуального произведения «Мистер ПетрГУ 2016 - фотосессия». После презентации ролика он был выложен в социальной сети Ютуб, где его и увидела редакция телеканала «ТНТ-Онего». Готовилась очередная еженедельная программа «Карельский пистон», и редакция позаимствовала студенческий видеоряд, снабдив его своим закадровым текстом. Из-за чего вышла совершенная двусмысленность. Участники «Мистер ПетрГУ 2016 - фотосессия» своими лицами, не желая того, проиллюстрировали громкий педофильский скандал, по сию пору сотрясающий Карелию. Фигуранты этого уголовного дела уже осуждены, но дело не завершено, поскольку идут апелляционные и надзорные инстанции. И журналист «ТНТ-Онего» в своём закадровом тексте на основе авторского студенческого видеоматериала, не имевшего никакого отношения к педофильскому скандалу в Петрозаводском речном училище, взялся рассуждать на тему о неоднозначности конкурса «Мистер ПерГУ» в учебных заведениях, довольно откровенно намекая, что участники таких конкурсов только и желают того, чтобы на них обратил внимание спонсор и (цитируем текст телепередачи) «увёз в закат на своем дорогом автомобиле». Попавшие в кадр участники конкурса с таким двусмысленным сопроводительным текстом, предъявили претензии к авторам видеоролика, а студентки, в свою очередь, обратились в суд, доказывая, что не давали разрешения телеканалу «ТНТ-Онего» на использование их материала и уж точно это не их звуковой ряд прилеплен к их видеосюжету. Редакция от совершённого ею не отказывалась, да и бесполезно это было делать, а позицию свою аргументировала тем, что и раньше так всегда поступала, поскольку социальные сети открыты для свободного использования размещаемых здесь материалов. Свои действия – использование чужого видео контента - редакция назвала цитированием, тогда как авторы видеоролика доказывали, что телеканал нарушил их право на неприкосновенность произведения. Закон не допускает без согласия авторов произведения вносить в него изменения, сокращения и дополнения, сопровождать авторские произведения своими комментариями, предисловиями, послесловиями, иллюстрациями и вообще накладывается любой запрет на какие-либо пояснения к авторскому произведению, что и обеспечивает право авторов на его неприкосновенность (ст.1266 ГК РФ). Суд согласился с позицией заявителей и удовлетворил исковые требования авторов видеоролика. Теперь телеканал «ТНТ-Онего» обязан сообщить в ближайшем выпуске передачи «Карельский пистон» о проигранном суде, зачитав резолютивную часть судебного решения. Кроме того, с редакции взыскана в пользу истцов компенсация морального вреда в размере 20 тысяч рублей. Впрочем, точки в этом судебном процессе ещё не поставлено, поскольку телеканал «ТНТ-Онего» намерен обжаловать вынесенное решение, хотя исход его, по нашему мнению, предрешён.

ФЕВРАЛЬ, 27
Съемочная группа телеканала «Ермак»
Дело о нападении на журналистов в Артёмовском (Свердловская область) передано в суд. На скамье подсудимых окажутся двое мужчин. Следователи передали в суд материалы дела, возбужденного летом прошлого года по ч. 3 ст. 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, соединенное с насилием и повреждением их имущества»). На скамье подсудимых окажутся двое жителей Артёмовского района 1979 и 1981 годов рождения. Корреспондент и телеоператор уральской окружной телекомпании «Ермак» пострадали 28 июля при исполнении своих профессиональных обязанностей. Во время съемки репортажа о частной организации, занимающейся отловом собак, директор и мастер предприятия стали кидаться на представителей СМИ с кулаками. «К журналистам было применено физическое насилие, которое не повлекло телесных повреждений, но причинило потерпевшим физическую боль. Кроме того, на видеокамере журналистов был поврежден встроенный микрофон, а также злоумышленники отобрали у потерпевших флеш-накопитель от видеокамеры», – напоминают в Следственном комитете РФ по Свердловской области. Пострадавшие в тот же день написали заявления и сняли побои. Нападавшим грозит до шести лет лишения свободы.

ФЕВРАЛЬ, 27
Марина Вострова
Никольский районный суд (Пензенская область) удовлетворил иск бывшего редактора местной газеты «Знамя труда» Марины Востровой. Женщина обратилась к служителям Фемиды по поводу снятия ее с должности, которую она занимала с 2009 года. Истица посчитала незаконным увольнение по статье 278 Трудового кодекса РФ и потребовала, чтобы областной департамент информационной политики и средств массовой информации восстановил ее в должности. При этом женщина также добивалась взыскания заработной платы за время вынужденного прогула в размере 64 220 рублей и еще 50 тысяч в качестве компенсации морального вреда. В итоге суд признал, что увольнение редактора действительно было незаконным, поскольку женщина «участвовала в деятельности по информационному обеспечению выборов в депутаты Государственной Думы седьмого созыва, проводившихся 18.09.2016 года, и один год после выборов на момент увольнения истца не истек», сообщили в пресс-службе Никольского районного суда. В соответствии с федеральным законом, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, в процессе участия в деятельности по информационному обеспечению выборов не может быть уволено по инициативе работодателя или без согласия переведено на другую работу в период соответствующей избирательной кампании и в течение одного года после ее окончания. В связи с этим суд вынес решение восстановить бывшего редактора в должности, взыскать с ответчика 89 147 рублей за вынужденный прогул и 3 000 рублей за нанесенный ей моральный вред.

ФЕВРАЛЬ, 28
Сергей Лежнев
Газета «Житьё-Бытьё»
Белгородский районный суд оставил без рассмотрения иск Белгородского государственного технологического университета имени Шухова к популярному местному блогеру Сергею Лежневу. Причиной такого решения послужила двукратная неявка представителя истца в суд без уважительной причины и соответствующего уведомления суда. Сергей Лежнев обратился за помощью в Центр защиты прав СМИ после того, как в сентябре получил иск о защите деловой репутации на 26 листах от Белгородского вуза. Интересы ответчика представляла старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова. Истец требовал от блогера удалить публикации в «Живом журнале» о коррупционных схемах обналичивания денег через студентов. По мнению вуза, эти публикации порочили деловую репутацию университета. Аналогичные требования вуз предъявил к местной газете «Житьё-Бытьё», от редакции которой помимо удаления спорных сведений истец требовал и их опровержения. Материальных требований к ответчикам не предъявлялось. Блогер в суде заявил о том, что все спорные сведения соответствовали действительности и были получены им лично от студентов. Истец просил суд признать следующие сведения диффамационными: студентов заставили сдать деньги; кто-то из БГТУ имени Шухова выдумывает новые финансовые схемы; старост групп собрали и предупредили, что перечисленные деньги нужно будет собрать и принести в деканат; на старост групп стали оказывать давления, чтобы они собрали эти деньги со студентов; я надеюсь, что правоохранительные органы зададутся целью выяснить законность этих схем и установят, куда ушли эти денежные средства; студенты принудительно приобретали 10 билетов и так далее. В ходе судебного заседания представитель истца неоднократно уточняла исковые требования, а на одном из заседаний ходатайствовала о привлечении в качестве соответчиков по иску четырех выпускников вуза, ранее опрошенных в суде в качестве свидетелей защиты. Судья Светлана Марковская данное ходатайство удовлетворила. Светлана Кузеванова отметила, что им ничего неизвестно о причинах неявки в суд истца, который начиная с сентября прошлого года так усердно пытался доказать порочащий характер распространяемых в отношении него сведений. Также юрист отметила, что несмотря на их право требовать от суда вынесения решения по существу, они соответствующего ходатайства не заявили, т.к. в целом решением суда довольны. «Судебное разбирательство было инициировано Белгородским вузом, представители которого по непонятным нам причинам проигнорировали два последних судебных заседания. Если истец считает, что ему не нужно судебное решение по существу, то мы не видим необходимости настаивать на рассмотрении иска», - комментирует судебный итог Светлана Кузеванова. Отметим, что проблема, освещенная Сергеем Лежневым в спорных публикациях, вызвала в Белгородском регионе большой резонанс и инициировала дополнительные проверки со стороны правоохранительных органов Белгородского государственного технологического университета имени Шухова. «Публичное освещение этой темы – это ответы на многие вопросы, которые возникали у жителей Белгородской области. Сейчас все в ожидании результатов проверки вуза, которая проводится уже в течение года», - говорит Сергей Лежнев.

ФЕВРАЛЬ, 28
Информационное агентство «Росбалт»
Девятый арбитражный апелляционный суд на заседании во вторник оставил без изменения решение нижестоящего арбитража, который удовлетворил иск «Роснефти» о защите деловой репутации к КПРФ и информагентству «Росбалт». Как сообщает РИА «Новости», апелляционный суд отказал «Роснефти» в пересмотре принятого в ноябре решения арбитражного суда Москвы, которое после этого вступило в законную силу. Напомним, в ноябре прошлого года Арбитражный суд Москвы вынес решение в пользу корпорации «Роснефть» по делу против ИА «Росбалт» и депутата КПРФ Валерия Рашкина. Суд признал не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию истца сведения, содержавшиеся в публикациях информагентства (см. монитор за ноябрь 2016 года). КПРФ и «Росбалт», согласно решению суда, обязаны дать опровержение сведений на своих сайтах. Это им необходимо сделать в течение 10 дней с момента вступления приговора в законную силу.

ФЕВРАЛЬ, 28
Александр Гозенко
Судья Октябрьского райсуда Саратова Алексей Белов приговорил 20-летнего блогера, украинца Александра Гозенко к 160 часам обязательных работ, объявив его виновным в «унижении человеческого достоинства по признаку национальной принадлежности «русские», а также в отношении группы лиц, для номинации которых используется слово вата/ватник». Сообщается, что в приговоре учтено состояние здоровья Александра Гозенко. До вступления приговора в законную силу осужденный остается под подпиской о невыезде. Как утверждает следствие, 13 и 14 ноября 2015 года Александр Гозенко опубликовал на своей странице в социальной сети «Вконтакте» четыре комментария якобы «экстремистского характера». Как сообщала «Медуза» со ссылкой на обвинительное заключение по делу, комментарии Гозенко саратовский ЦПЭ МВД обнаружил, используя ВК-аккаунт с ником Юркий Стремительный, который был заведен полицейскими специально для мониторинга соцсетей. В июне прошлого года у блогера прошел обыск с изъятием компьютера. Блогер пообещал не выступать в дальнейшем с подобными комментариями.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни