Результаты мониторинга
13 Февраля 2017 года

Результаты мониторинга ФЗГ за январь 2017 года

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов и блогеров – 4 (Владислав Рязанцев, журналист «Кавказского узла», Ростов-на-Дону; съемочная группа телеканала «СТС-Кузбасс», Кемеровская область; Денис Юнак, оператор «ГТРК-Владивосток», Владивосток; съемочная группа телекомпании «Рифей-Пермь», Пермь).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 5 (газеты «Звениговская неделя», «Восход», «Край горномарийский», «Вперед», все - Республика Марий Эл; газета «Ессентукская панорама», Ставропольский край).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 1 (Виталий Гулий, бывший собкор «Российской газеты», Москва).

Увольнение редактора, журналиста – 5 (Людмила Шиффнер, журналист газеты «Призыв», Карелия; Владимир Панфилов, заместитель директора Орловского издательского дома, Орел; Евгения Острая, главный редактор газеты «Наша Иртышская правда», Ирина Мезенина, главный редактор газеты «Тарское Прииртышье», Виктор Сидоренко, главный редактор газеты Ihre Zeitung («Ваша Газета»), все – Омская область).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 4 (Андрей Зубец, независимый фотограф и журналист, Москва; Владимир Иванов, независимый фотограф и журналист, Москва; Сергей Айнбиндер и Александра Агеева, сотрудники Sota. Vision, Санкт-Петербург; Пьер Аффнер, независимый журналист, Москва).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 5 (Григорий Шведов, главный редактор «Кавказского узла», Москва; Владислав Рязанцев, журналист «Кавказского узла», Ростов-на-Дону; Аркадий Бабченко, независимый журналист, Москва; Ирина Славина, главный редактор издания Koza.press, Нижний Новгород; Денис Юнак, оператор «ГТРК-Владивосток», Владивосток).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 4 на сумму 11 000 030 рублейРассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 5, удовлетворено – 1, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 5 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 17

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 3 (журнал «Власть», Москва; журнал «Деньги», Москва; газета «Призыв», Карелия).

Изъятие (скупка, арест) тиража – ().

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 1 (сайт украинского издания «Историческая правда», в Крыму).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 3 (видеокамера «ГТРК-Владивосток», Владивосток; видеокамера съемочной группы телекомпании «Рифей-Пермь», Пермь; компьютеры нтернет-ресурс «Новости Севастополя», Севастополь).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 25

ЯНВАРЬ, 8, 9
Григорий Шведов
Юристы «Кавказского узла» проверяют пост в Instagram председателя парламента Чечни Магомеда Даудова на наличие состава преступления по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). Об этом ряду изданий рассказал главный редактор издания Григорий Шведов. «В посте мое имя и фамилия не названы, но написано так, что у читателя не должно возникнуть больших сомнений, о ком идет речь, - сказал Шведов. - Мы нормально относимся к критике. Когда она появляется, мы перепроверяем наши источники информации. Однако это первый, пожалуй, случай, когда вместо профессиональной критики за конкретные публикации мы видим призыв к насилию». Возглавляемое Шведовым издание относится к тем СМИ, которые регулярно пишут о нарушениях прав человека в республиках региона. Это вызывает гнев тех, кто их нарушает. На вопрос, будет ли главный редактор обращаться за помощью в Союз журналистов, Шведов сказал, что эта история - прерогатива следственного комитета, прокуратуры, но никак не профессионального сообщества. Да и одной солидарность журналистов, как показала, например, история с чеченским журналистом Жалауди Гериевым, явно недостаточно. Григорий Шведов 9 января обратился в Следственный комитет с заявлением на Магомеда Даудова. «Мы подали заявление в Главное следственное управление Следственного комитета», - подтвердил Шведов. Он добавил, что считает, что «это заявление по адресу, ведь Даудов - спецсубъект, потому что он депутат парламента, а значит, Даудов - подследственный СК».

ЯНВАРЬ, 9
Кирилл Форманчук
Сотрудники правоохранительных органов не раз пытались отправить за решетку известного екатеринбургского блогера и автоправозащитника Кирилла Форманчука (см. монитор за май 2016 года), выступавшего с критикой их действий. Но в результате добились лишь одного - Медведь, таков псевдоним Форманчука, решил переехать в Санкт-Петербург. Напомним, что в последний раз он являлся фигурантом уголовного дела по статье 319 УК РФ («Публичное оскорбление представителя власти»). В июле 2015 года Форманчук повздорил с сотрудником ГИБДД, который, по версии правозащитника, пытался перебежать дорогу перед его мопедом. После инцидента Форманчук написал жалобу на сотрудника ГИБДД, которого посчитал виновным в аварии. В ответ инспектор написал на Кирилла заявление, обвинив автозащитника в том, что он его обозвал, используя нецензурные выражения. 24 мая в аэропорту Кольцово, куда Форманчук около 7 утра прилетел из Санкт-Петербурга, прямо у трапа самолета его встретили трое в штатском. «Один из них представился сотрудником Интерпола, как будто я международный преступник», - рассказывал в соцсетях Форманчук. Ему грозил штраф до 40 тысяч рублей либо исправительные работы. Но Верх-Исетский районный суд отказался удовлетворить попытки силовиков наказать блогера.

ЯНВАРЬ, 9
Журнал «Власть»
Журнал «Деньги»
Издательский дом «Коммерсант» прекращает выпуск печатных версий журналов «Власть» и «Деньги». Сотрудники изданий сообщили RNS, что интернет-версии журналов продолжат выходить. Однако, добавили они, окончательное решение о сохранении онлайн-версий пока не принято. О сокращениях в редакциях, связанных с отказом от печатных версий, пока не сообщается. Главные редакторы «Власти» и «Денег» от комментариев корреспонденту «Медузы» отказались, посоветовав обратиться к гендиректору издательского дома. В приемной гендиректора ИД «Коммерсант», в свою очередь, рекомендовали обратиться за комментариями к главным редакторам изданий. Журнал «Коммерсант-Власть» был основан в 1992 году. До 1997 года он носил название «Коммерсант-Weekly» Печатная версия издания выходила раз в неделю. «Коммерсант-Деньги» издавались с 1994 года. Журнал также выходил один раз в неделю. Последние выпуски «Власти» и «Денег» вышли в конце декабря.

ЯНВАРЬ, 9
Людмила Шиффнер
Газета «Призыв»
Исполняющий обязанности директора-главного редактора газеты «Призыв» (Карелия) Николай Федюнцов уведомил коллектив газеты и ее соучредителей о приостановке выпуска газеты до ликвидации просроченной задолженности по зарплате, налогам и страховым взносам в размере 1 179 483 рублей, сообщает портал media-urist.ru. 30 декабря 2016 года коллектив уведомили об изменении штатного расписания, в котором сохранены 0,5 ставки директора - главного редактора (по факту ставка главного редактора – 0,25), одна ставка для главного бухгалтера и одна ставка для верстальщика. Единственный профессиональный журналист в газете Людмила Шиффнер ознакомлена с приказом об увольнении. 18 января читатели увидят последний номер газеты. Что будет с изданием дальше - никто не знает. Напомним, что в конце прошлого года была уволена главный редактор газеты Надежда Гонгелева, на смену которой пришел исполняющий обязанности главреда Николай Федюнцов, ранее возглавлявший газету «Вести Приладожья».

ЯНВАРЬ, 9
Владимир Панфилов
Журналиста Владимира Панфилова уволили с должности замдиректора Орловского издательского дома после его комментария «Клубу регионов». Автор популярной программы «Резюме» Владимир Панфилов объявил о том, что его уволили из «Орловского издательского дома» из-за жесткого комментария, который он дал федеральной экспертной сети «Клуб регионов». Речь шла о краже из типографии «Труд» многотысячного тиража «Красной строки». В своем комментарии Владимир Панфилов назвал кражу тиража газеты преступлением против свободы слова. «Кража тиража – серьезное преступление против свободы слова, это препятствование журналистской деятельности и вообще серьезное преступление против общества. Я считаю, что мы дошли до такого предела, за которым остается только отстреливать журналистов. Этой ситуации должна быть дана какая-то оценка, желательно на федеральном уровне», - отметил Панфилов. На пресс-конференции для местных журналистов Владимир Панфилов сообщил о сделанном ему «новогоднем подарке»: в канун Нового года, 30 декабря гендиректор издательского дома Алексей Усталов уведомил его о предстоящем увольнении в связи с сокращением штатов и уточнил, что от него этого «потребовали». «Я искренне и совершенно точно уверен, что моё сокращение - это продолжение той самой истории с «Красной строкой». Нашему любимому губернатору очень не понравился мой комментарий, и он решил: хватит, пора это дело прекратить», - пояснил Панфилов. Отвечая на вопросы журналистов, Владимир Панфилов сказал, что быть журналистом, который имеет свое мнение, в Орловской области становится опасно.

ЯНВАРЬ, 9
Николай Зятьков
Акционеры «Аргументов и фактов» сменили главного редактора - Николай Зятьков освобожден от должности главного редактора газеты «АиФ», которую занимал с 2002 года, передает ТАСС со ссылкой на сотрудников издательского дома. Соответствующее решение было принято акционерами. Официально представители издательского дома сообщили, что увольнение Зятькова будет произведено «по соглашению сторон». «Сегодня мы подписывали номер: в выходных данных и.о. редактора - Евгений Семёнович Факторович. Он бессменный ответственный секретарь уже много-много лет. Больше никакой информации», - рассказал сотрудник «Аргументов и фактов». У них с коллегами пока нет никакой информации о сроках назначения нового главреда и его кандидатуре – даже предполагаемой. Помощница Николая Зятькова сообщила, что какую-либо информацию по поводу его увольнения можно будет получить завтра, когда станут известны итоги встречи редколлегии с генеральным директором. Генеральный директор АО «АиФ» Руслан Новиков заявил, что в настоящее время рассматривается несколько кандидатов на должность главреда.

ЯНВАРЬ, 10, 11
Владислав Рязанцев
В центре Ростова-на-Дону неподалеку от здания областной администрации неизвестные в масках избили журналиста «Кавказского узла» Владислава Рязанцева. В. Рязанцев рассказал «Медиазоне», что гулял по центру города с супругой. Нападение произошло возле остановки общественного транспорта. Сначала к нему со словами «Ну пойдем, поговорим» подбежал человек в спортивном костюме с закрытым лицом, затем - еще четверо, одетые так же. Ударом в голову журналиста сбили с ног, но на помощь пришли прохожие, и нападавшие скрылись. «На меня прямо в центре города (площадь Советов) напали 5 человек с закрытыми лицами, ударили в голову, повалили на землю. Жену силой отпихнули, отбили прохожие. С чем связано - не знаю. Деньги и телефон трогать не хотели», - написал журналист в Фейсбуке. Уголовное дело по факту случившегося было возбуждено 11 января, сообщила пресс-секретарь Главного управления МВД по Ростовской области Виктория Ткаченко. Она уточнила, что дело расследуется по статье 116 УК РФ («Побои»). Статья предусматривает такие виды наказания, как обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до года, арест на шесть месяцев, ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы или лишение свободы также на срок до двух лет. Остается добавить, что за неделю до этого инцидента Рязанцеву поступали СМС с угрозами. А в ноябре прошлого года журналиста Владислава Рязанцева не пустили на заседание суда, где планировался допрос бывшего президента Украины Виктора Януковича по делу сотрудников спецподразделения «Беркут», обвиняемых в убийстве 48 протестующих в феврале 2014 года в Киеве. Рязанцев сообщал, что его имя «пропало» из списков. Позднее по факту нападения на Владислава Рязанцева возбуждено уголовное дело. Об этом он рассказал на своей странице в социальной сети Facebook. В постановлении о возбуждении уголовного дела, опубликованном Рязанцевым, указано, что оно возбуждено в отношении неустановленного преступника по статье 116 УК РФ «Побои». Кроме того, координатору «Левого блока» была назначена медицинская судебная экспертиза.

нападение / угрозы / отказ в инф

ЯНВАРЬ, 11
Газета «Звениговская неделя»
Газета «Восход»
Газета «Край горномарийский»
Газета «Вперед»
В ФЗГ поступила информация, что в Республике Марий Эл в канун Нового года произошел конфликт. Республиканское отделение КПРФ решило разместить в районных печатных изданиях на платной основе поздравления депутата - коммуниста Госдумы РФ Сергея Казанкова, избранного по одномандатному избирательному округу. Поздравительный текст вышел в газетах «Вестник района», «Наша жизнь», «Вести», «Край сернурский», «Знамя», «Волжская правда» и «Юринский рабочий». В газетах «Звениговская неделя», «Восход», «Край горномарийский», «Вперед» обращение депутата было вырезано, эти издания вернули деньги. По словам журналистов, приказ «Казанкова не публиковать!» поступил из Контрольного управления администрации главы Республики Марий Эл. Исполнителем воли республиканских чиновников, опять таки, по словам журналистов, стал Владимир Маркин, начальник управления печати и массовых коммуникаций министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. Практически во всех районах «под ружье» встали также сотрудники местных администраций и представители районных Собраний. Отпечатанные тиражи ряда газет были изъяты в типографии. Цензоры заставили переверстать страницы и заменить поздравление Сергея Казанкова новогодней открыткой. При этом в газетах нетронутыми остались обращения к избирателям депутатов, избранных по партийному списку «Единой России». Думаете, чиновники возместили газетам хотя бы материальный ущерб? Не тут-то было! Редакциям пришлось раскошелиться и заплатить еще раз за печать новогоднего номера. Надо сказать, что одной зачистки чиновникам показалось мало. Была устроена показательная порка – редактора Сернурской районной газеты Елену Лебедеву, мать троих несовершеннолетних детей, «ушли» по собственному желанию.

ЯНВАРЬ, 11
Аркадий Бабченко
Независимый журналист Аркадий Бабченко сообщил об угрозах, поступающих ему и его семье после его поста в Фейсбуке. Он рассказал: «25 декабря разбился российский военно-транспортный самолет с военным ансамблем, летевшим выступать перед российскими летчиками в Сирии, бомбившими Алеппо. Я написал об этом пост в Фейсбуке. Нейтральный. В нем не было каких-то призывов или оскорблений. Я лишь напомнил, что российская армия бомбит Алеппо, не разбирая, где мирные, а где не мирные... Кому-то этот мой пост - не статья в газете, не телесюжет, просто пост в Фейсбуке! - показался недостаточно патриотичным. И началось. В интернете публикуется мой домашний адрес с призывами «зайти к нему в гости». Сообщения с угрозами расправы со мной и моей семьей поступают мне сейчас тысячами - и на почту, и в Фейсбуке, и на телефон».

ЯНВАРЬ, 11
Алексей Кунгуров
Антон Носик
Алексей Навальный
будет представлять в Европейском суде по правам человека интересы двух блогеров – тюменского Алексея Кунгурова и московского Антона Носика. Об этом политик сообщил в своем блоге, заметив, что оба намерены обжаловать в ЕСПЧ незаконное уголовное преследование за размещенные ими в ЖЖ посты о действиях российских ВКС в Сирии. Притом в случае с Кунгуровым у суда и следствия не имелось никаких доказательств «события преступления» - из представленных адвокатом блогера материалов следовало, что опубликовал инкриминируемый Кунгурову текст не он. «И вот ведь, что получается. Люди они политических взглядов полностью противоположных. Носик написал пост «Стереть Сирию с лица Земли» - о том, что Сирию надо бомбить ещё больше. Его призыв вполне реализовали российские военно-космические войска, расфигачив Алеппо по полной программе… Кунгуров написал пост «Кого бомбят путинские соколы». О том, что бомбить надо меньше. И что пока бомбят вообще непонятно кого, похоже, что совсем не ИГИЛ (запрещенную в России организацию), - говорит Навальный. «Тем не менее – продолжает Навальный – за эти посты Носик и Кунгуров привлечены к уголовной ответственности. Кунгуров так ещё и в СИЗО сидел и получил реальный срок… То есть, у человека украли часть жизни. «Суд» и над одним, и над другим был превращен просто в цирк, где над уголовно-процессуальным кодексом и здравым смыслом издевались самым изощренным образом». Подробности судебного процесса над Алексеем Кунгуровым сообщались в дайджестах №№ 782 и 783. Напомним, коллегия военного суда, основываясь на заключениях «экспертиз», в которых исследуемому тексту были приписаны экспертами собственные слова и мысли, признала его виновным в «публичном оправдании терроризма» и приговорила к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Антону Носику суд назначил за пост «экстремистского содержания» штраф в сумме 500 тыс. рублей. «Почему так? – задается вопросом оппозиционер - Потому что чёртов Левиафан - российское государство в его нынешнем виде - сжирает любых граждан просто за то, что у них мнение есть. И правых, и левых, и националистов, и либералов. Рот открывать можно, только если ты в список внесен и допущен на телешоу Соловьева/Киселёва. А если не согласен - приговор.

ЯНВАРЬ, 11
Издание «Левиафан»
В Москве суд отказал изданию «Левиафан» (проект Фонда борьбы с коррупцией) в рассмотрении иска о бездействии правительства России, который был подан в связи с отказом властей предоставить график рабочих поездок вице-премьера Игоря Шувалова. Об этом в своем блоге сообщил оппозиционный политик Алексей Навальный. В Пресненском суде столицы объяснили отказ в рассмотрении иска тем, что запрос информации у правительства якобы является «праздным любопытством» и «незаконным интересом» журналистов «Левиафана». Навальный считает, что решение суда является незаконным, поскольку, согласно закону «О средствах массовой информации», СМИ вправе запрашивать у государственных органов власти информацию об их деятельности. В связи с этим издание «Левиафан» подало жалобу на решение суда. Рассмотрение апелляции назначено на 24 января. Судью Пресненского суда Юлиана Лебедева, который отклонил иск, ФБК внес в так называемый «Черный блокнот» – список представителей власти, причастных к «политически мотивированным и незаконным решениям». Согласно расследованиям Фонда борьбы с коррупцией, Игорь Шувалов владеет 10 квартирами в сталинской высотке на Котельнической набережной в Москве, общая стоимость которых оценивается более чем в 600 миллионов рублей. Кроме этого, как утверждает Навальный, вице-премьер тратит 130 миллионов рублей в год на перелеты на частном самолете и еще 40 миллионов – на перелеты собак своей жены для их участия в зарубежных выставках. Для проверки именно этой информации издание «Левиафан» запрашивало график рабочих поездок Шувалова.

ЯНВАРЬ, 12
Павел Николаев
Псковский городской суд удовлетворил жалобу главного редактора газеты «Псковский антикоррупционный фронт» Павла Николаева и признал незаконным и не обоснованным отказ начальника Следственного отдела СУ СКР ПО в городе Пскове Е. Шукшина. Николаев подал в Следственное управление заявление о привлечении губернатора Псковской области А. Турчака к уголовной ответственности. Главный редактор считает, что губернатор написал в полицию заведомо ложный донос, чтобы воспрепятствовать журналисту в его законной деятельности. На основании заявления Турчака, в апреле 2014 года полицией было возбужденно уголовное дело по признакам клеветы в адрес губернатора Турчака. В итоге действиями полиции газете был нанесен значительный ущерб, изъяты рекламные баннеры. По мнению главного редактора газеты, они хранились в неподобающем виде и их дальнейшее использование не возможно. Также в жилище Николаева прошел обыск, в результате которого было изъято большое количество документов и техники, которые больше года удерживались органами полиции. На неоднократные ходатайства Николаева, следователь отвечал отказом и не отдавал редакционное оборудование. Боле года шло следствие. Проведены несколько различных экспертиз, само уголовное дело насчитывает 8 томов, но только после того, как дело было передано от полиции в СКР, оно было прекращено из-за отсутствия в действиях П. Николаева признаков преступления подпадающих под ст.128.1 УК РФ («Клевета»). Редакции вернули технику, документы. Теперь главный редактор газеты требует восстановить законность и привлечь губернатора области к уголовной ответственности за заведомо ложный донос и воспрепятствование законной журналисткой деятельности. Он обратился в СУ СКР по Псковской области. Заявление Николаева переправили в Следственный отдел по городу Пскову. Вместо того, чтобы выполнить действия предусмотренные статьями 144 и 145 УПК РФ, начальник Следственного отдела придал заявлению о преступлении статус обращения и отказал журналисту. Николаев обжаловал этот отказ, и теперь, после того, как суд признал этот отказ незаконным и необоснованным, следователи должны принять решение о возбуждении уголовного дела в отношении губернатора А. Турчака или отказаться от возбуждения.

ЯНВАРЬ, 12
«Смоленская народная газета»
Как сообщила в четверг пресс-служба Следственного комитета по Смоленской области, завершено расследование уголовного дела в отношении обвиняемого в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов «Смоленской народной газеты». Местный житель, по версии следствия, 31 марта 2016 года около 11 часов принуждал журналистов к отказу от распространения публикуемой информации в газете, незаконно и принудительно изъял тираж газеты в количестве 14 600 экземпляров (см. монитор за март 2016 года). Дело было возбуждено лишь в отношении одного из нападавших, который обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 статьи 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к отказу от распространения информации») и ч. 1 статьи 167 УК РФ («Умышленное уничтожение чужого имущества, повлекшие причинение значительного ущерба»). Обвинение предъявлено Евгению Жукову. Следствием установлено, что 31 марта 2016 года обвиняемый совершил воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов «Смоленской народной газеты» путем незаконного и принудительного изъятия тиража в количестве 14,6 тыс. экземпляров. Сам факт преступления удалось установить благодаря уличной видеосъемке: нападавшие не заметили камер. Видеосъемку журналисты опубликовали, после чего некоторые нападавшие были установлены. Из материалов уголовного дела следует, что обвиняемый испытывал неприязнь к журналистам «Смоленской народной газеты» и был не согласен с ее критикой в адрес органов власти Смоленской области. Именно поэтому он решил похитить тираж и для реализации своего плана привлек девять человек, которым не сообщил о своих намерениях, а для вывоза печатной продукции использовал свой автомобиль, сообщает пресс-служба ведомства. В редакции с версией следствия не вполне согласны. «Если другие нападавшие не знали о грозящей ответственности, то почему большинство из них скрывали лицо? - спрашивает редактор Максим Захаров. - Понятно, что следователи формально выполнили свою работу, однако удовлетворения от этой работы наша редакция не испытывает. Для нас очевидно, что подозреваемый действовал не из неприязни, которой у него не может быть в принципе, а по указанию старших товарищей, то есть, по нашей информации, скорее всего, экс-главы Смоленска Николая Алашеева. Как и в случае с нападением на меня в сентябре 2014 года, истинные виновники происшествия ушли от ответственности». Уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу.

ЯНВАРЬ, 13
Зоя Светова
Журналистку «Открытой России» Зою Светову удалили с судебного заседания, где рассматривалось дело Хасана Закаева, обвиняемого в пособничестве захватившим заложников на мюзикле «Норд-Оста» на Дубровке. Светова сообщила, что прошла все необходимые процедуры и стала записывать происходящее сначала в тетрадь, а потом - в мобильный телефон. Светова подчеркнула, что была единственным журналистом на заседании. «Судья прервал чтение материалов дела и, удивив всех присутствующих, спросил - кто я и попросил представиться. Я ответила, что процесс открытый, а я гражданин РФ и дважды предъявляла паспорт. Сказала, что могу показать его и судье. Но он еще раз потребовал именно представиться. Я попросила показать закон, на основании которого я должна называть свою фамилию и тогда я повинуюсь. Судья посовещался на месте с двумя другими судьями и приказал приставу вывести меня из зала за неповиновение судьи», - сказала она. Процесс Закаева проходит в Московском окружном военном суде под председательством судьи Михаила Кудашкина.

ЯНВАРЬ, 13
Ирина Славина
Главному редактору издания Koza.press (Нижний Новгород) Ирине Славиной поступили угрозы после ее поста в фейсбуке о трагедии Ту-154 в Сочи. Как пояснила «Новой газете» сама Славина, неизвестные приклеили на капот ее машины листовки, на которых утверждается, что Славина «одобряет действия террористов». Неизвестные составители листовок обратились к соседям по подъезду, чтобы они задумались, «что ждать от нее завтра». Также неизвестные разбили покрышки - восстановлению они не подлежат. Предварительно ущерб, нанесенный автомобилю, оценивается в несколько десятков тысяч рублей. «Вся округа завалена этими листовками: они на ближайшей аптеке, на мусорных контейнерах, заборах... Вообще было много угроз и в день публикации этого поста в фейсбуке. Но с тех пор прошло много времени. Может быть, поводом стал другой пост, в котором я говорю о том, что нужно выйти с пикетом, требовать освобождения Тагира Хасанова, 70-летнего пенсионера, приговоренного к 5,5 годам колонии за содействие террористической деятельности. Я располагаю фактами о возможной фальсификации этого дела», - сказала Славина. Отвечая на вопрос, не жалеет ли она о своем посте о крушении Ту-154, главный редактор Koza.press отметила: «Не жалею о том, что написала. Многие люди, в том числе относящиеся ко мне хорошо, осуждали меня за этот пост, и я их понимаю. Но моя точка зрения неизменна: погибшие люди - жертвы этой войны».

ЯНВАРЬ, 13
Съемочная группа телеканала «СТС-Кузбасс»
В Новокузнецке (Кемеровская область) неизвестные обстреляли съемочную группу телеканала «СТС-Кузбасс». По словам журналистов, в момент происшествия они находились в машине. Члены съемочной группы услышали глухой звук, после чего одно из стекол автомобиля разбилось. Осколки попали на корреспондента Ирину Бахтину, сидевшую на заднем сиденье. Женщина не пострадала. «Видно место удара - то ли от крохотной пули, то ли от маленького камня. Но от камня, я думаю, не будет таких расходящихся кругов и такого количество трещин, да и стекло высыпалось полностью на меня. Первая моя мысль: я не думала про камень, я подумала про выстрел», - передает слова журналистки Lenta.ru со ссылкой на «10 канал». Сообщается также, что инцидент произошел на Пионерском проспекте. Как рассказали жители близлежащих домов местным СМИ, подобное здесь происходит не впервые. Ранее злоумышленники стреляли по балконам и стеклам припаркованных машин. Управление МВД России по Новокузнецку начало проверку по факту произошедшего.

ЯНВАРЬ, 14
Андрей Зубец
В Москве, в районе станции метро «Чистые пруды» у памятника российскому драматургу Александру Грибоедову проводилась несогласованная властями акция «Новой оппозиции». Полиция задержала сорок активистов сходки. В числе задержанных – журналист Андрей Зубец. Акция была призвана выразить поддержку политзаключенного Ильдара Дадина, выразить протест преследованию оппозиции, обсудить организационные вопросы антикризисного митинга. «Интерфакс» со ссылкой на неназванного участника несогласованной акции сообщает, что организаторы движения проводили мероприятие без использования агитационных материалов и громкоговорителей, потому посчитали согласование мероприятия с властями необязательным. Неназванный источник рассказал, что задержания начались сразу же, всего около 40 участников схода доставлены в отделение полиции Басманного района. Независимый фотограф и журналист Андрей Зубец попал в число задержанных. Ранее журналист уже подвергался административным штрафам после задержаний стражами правопорядка во время других акций.

ЯНВАРЬ, 14
Владимир Иванов
Из ОВД «Мещанский» выпустили одного из задержанных на народном сходе у станции метро «Чистые пруды» - Владимира Иванова, который находился там как корреспондент, однако его задержали, несмотря на пресс-карту. В ОВД Иванов потребовал, чтобы его отпустили. Через некоторое время ему сказали, что отпустят, если он заявит под видеокамеру, что у него нет претензий к полиции. Иванов согласился, после чего был отпущен.

ЯНВАРЬ, 15
Все СМИ
«Поминки по газетному киоску» - так называлась статья в ИА Sakh.com. Как показало обсуждение темы на сайте, исчезновение газетных киосков не на шутку взволновало горожан – и читателей, и распространителей. Проблемой приобретения свежей периодики озаботился тогда даже президиум сахалинского отделения Союза журналистов России. Заметка заканчивалась заверениями руководителя агентства архитектуры и градостроительства Сахалинской области Семёна Вялкина в том, что киоски вернутся на улицы города, причем, не разношерстные, а современные, двух или даже трех видов. И вот в начале декабря мэрия отрапортовала: в городе установили первые 25 современных киосков для продажи прессы. Причем все павильоны оказались двойного назначения - совмещенными с автобусными остановками. Для города их приобрел частный инвестор, ООО «Марципан». По информации, покупка обошлась в 30 миллионов рублей. А всего киосков «Пресса» будет установлено 68. Но проблема не исчезла, а усугубилась. Завезенные современные павильоны так и не открылись. Спустя пару месяцев они стали пестрить вмятинами, надписями, сколами и царапинами. По всей видимости, «раны» павильонам нанесли мерзнущие на остановках горожане в ожидании автобусов, - бесхозность расслабляет. Но использовать их по прямому назначению невозможно – продавцу сложно уместиться на трех квадратных метрах вместе с кипами газет и журналов, а его работодателю невыгодно отдавать коммерсантам за аренду крохотного пространства по 20 тысяч рублей в месяц. Зимой в них холодно, тонкие пластиковые стенки не защищают от ветра. Обогреватель в павильон вряд ли войдет, а если и войдет, рядом с газетами это будет легко воспламеняющееся соседство. Кроме того, новые павильоны для продажи периодики приспособлены мало: выставить товар на обозрение покупателя не позволяют три наглухо закрытые стены. На одном из примеров агентство рассказывает, какие препоны испытывает предприниматель, решившийся на газетный бизнес. Некто Михаил и нужный пакет документов в ДАГИЗ отправил, и сам нашел место на стихийной автостоянке, согласовав условия аренды и дальнейшего облагораживания пятачка с ТСЖ, сам приобрел и поставил первый киоск по более низкой цене, чем те, что закупленные, но не использующиеся, стоят на улицах города. И - получил от мэрии официальный отказ с формулировкой «не вписывается в архитектурную застройку». «Мне намекнули, что городу нужны конкретные павильоны, одинаковые, как от одной мамы. Дали контакты завода-производителя в Новосибирске… Ладно бы просто отжимали бизнес. Так они сами не работают и людям не дают работать». Пенсионерка и по совместительству киоскер с 10-летним стажем Ольга Лукина с тех пор весь ассортимент периодики вынуждена хранить дома, а с покупателями встречается по телефонному звонку. «Новые павильоны очень маленькие, - говорит она. - А прессы у нас больше 1000 наименований, пополняется трижды в неделю. Там даже стул некуда поставить. 13 часов не всякий молодой простоит на ногах, что уж говорить о нас. Начальство обращалось в мэрию, там ответили - пускай сидят на кипе газет. Но сами-то они на своих документах не сидят».

ЯНВАРЬ, 16
Издание «Экономика и жизнь – Черноземье»
В Коминтерновском районном суде Воронежа завершилось рассмотрение иска бизнесмена Вадима Ишутина к издателю региональной газеты. Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации был подан в октябре прошлого года к ООО «Региональное информационное агентство «Черноземье» из-за публикации в издании «Экономика и жизнь – Черноземье» «Воронежские общественники намерены легитимно победить наследие Вадима Ишутина и его покровителей из курятника УРП». Материал был также размещен на сайте издания. Критическая публикация была посвящена кризисному положению в сфере ЖКХ Воронежа, к которому, по мнению автора текста, имеет отношение «Воронежская коммунальная палата», созданная Вадимом Ишутиным. Истец указывал, что в публикации используется оскорбительное выражение «прохиндей Вадим Ишутин». По мнению бизнесмена, автор публикации «стремится унизить, оскорбить, вызвать отрицательное отношение» к нему. Сначала истец требовал только обязать издание опубликовать опровержение и удалить материал с сайта. Однако в ходе судебного процесса он добавил к исковым требованиям компенсацию морального вреда в один миллион рублей. В ходе судебного разбирательства спорные материалы были отправлены на лингвистическую экспертизу. Эксперты не обнаружили в тексте публикации признаков оскорбления, однако отметили, что она содержит «комплекс унижения». Что подразумевается под этим выражением, в тексте экспертизы не поясняется. Любопытно, что Вадим Ишутин подавал уже по указанной публикации заявление о возбуждении административного дела по факту оскорбления. Однако суд оскорбления не обнаружил, это решение подтвердила и апелляционная инстанция. В итоге суд частично удовлетворил требования истца, снизив размер компенсации до пяти тысяч рублей. Ответчик также должен компенсировать расходы на лингвистическую экспертизу.

ЯНВАРЬ, 16
СМИ Карелии
Гражданин Манов обратился за зашитой в прокуратуру Карелии и в республиканское управление Роскомнадзора, требуя, чтобы сайты, разместившие информацию о нём, удалили её. Он считает, что редакции вмешались в его частную жизнь, разгласив персональные данные о нём. Надо уточнить, что данные сведения были взяты журналистами с сайта Сегежской районной прокуратуры, а речь идёт о враче-стоматологе, от действий которого умер пациент. Суд признал виновность врача и назначил наказание в виде ограничения свободы на срок до двух лет. Подчеркнем, что информация об этом сначала появилась на сайте прокуратуры, а оттуда уже попала на новостные ленты. Правда, как только возникла претензия – врач обратился в надзорные органы – так с сайта прокуратуры исчезла информация об этом уголовном деле, и крайними оказались редакции. Управление Роскомнадзора по Карелии, реагируя на полученное заявление, потребовало от редакций, воспользовавшихся информацией прокуратуры, удалить сведения о враче Манове и уведомить контролирующий орган об исполнении решения. Для этого необходимо прислать документы, подтверждающие факт уничтожения персональных данных в сети Интернет. Неповиновение распоряжению Роскомнадзора грозит обернуться для редакций административным наказанием. Редакции, не рискуя втягиваться в судебные конфликты, предпочли удалить информацию, полученную ими из официального источника надзорного органа. Хотя на стороне журналистов в данном случае закон. Статья 49 федерального закона «О средствах массовой информации» освобождает журналиста от необходимости получать согласие на распространение сведений о личной жизни гражданина, если того требуют общественные интересы. В статье 6 федерального закона «О персональных данных» устанавливается, что обработка редакциями персональных данных граждан допускается без их согласия, если это делается для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации. То есть тогда когда возникает общественный интерес к конкретной ситуации, то закон разрешает СМИ распространять общественно значимую информацию, не согласуясь с частным мнением участников событий. В ситуации с врачом, в результате непрофессиональной работы которого погиб человек, был именно такой случай. Потому действия редакций были законны и странно, что управление Роскомнадзора по Карелии и Сегежская прокуратура, встав на сторону врача, фактически препятствовали законной деятельности редакций, в данном случае удовлетворявших общественные интерес и защищавших здоровье граждан.

ЯНВАРЬ, 17
Ольга Ли
Бывшему депутату Курской областной думы и главному редактору газеты «Народный журналист» Ольге Ли снова предъявлено обвинение в клевете в адрес судьи. Как сообщает «Росбалт» со ссылкой на адвоката Романа Лызлова, который представляет интересы журналистки, постановление о привлечении ее в качестве обвиняемой было получено из органов Следственного комитета во вторник, 17 января. «Таким образом, они собираются вновь направлять это странное дело в суд. Никаких реальных оснований для этого мы не видим. Кроме того, суд уже возвращал это дело прокурору для устранения нарушений», - сказал адвокат. Весной 2016 года Ольга Ли стала фигурантом двух уголовных дел, которые были соединены в одно производство. В частности, речь идет о «клевете» в отношении судьи Ленинского районного суда Курска Людмилы Шуровой (часть 1 статьи 298.1 УК РФ) и «возбуждении ненависти либо вражды по признаку принадлежности к социальной группе представителей власти» (часть 1 статьи 282 УК РФ). По версии следствия, в номере «Народного журналиста» за сентябрь-октябрь 2015 года Ли разместила статью от своего имени под заголовком «Заявление о привлечении прокурора области Филимонова к уголовной ответственности». Следствие сочло распространенные в материале сведения заведомо ложными и порочащими честь и достоинство судьи Шуровой. Позже СК за отсутствием состава преступления прекратил уголовное преследование Ольги Ли за «возбуждение ненависти либо вражды по признаку принадлежности к социальной группе представителей власти», но продолжил расследовать дело о клевете. В октябре СК по Курской области предъявил Ли обвинение в клевете. Адвокатам журналистки сообщили об окончании следствия по делу. В ноябре Ленинский районный суд Курска вернул уголовное дело о клевете в прокуратуру.

ЯНВАРЬ, 17
Денис Юнак
Съемочная группа «ГТРК-Владивосток»
Приморские следователи проводят проверку по факту нападения на оператора телеканала «Россия» во Владивостоке, сообщает РИА «Восток-Медиа». На него набросился разозлённый водитель одного из городских автобусов. Шофёр ударил телеоператора канала «ГТРК-Владивосток» из-за сделанного замечания, а также нецензурно выражался в адрес съёмочной группы и работавшего с ней общественника. Инцидент произошёл во время акции против курения водителей в автобусах, которую устроил городской общественный активист Глеб Соловей. В этот раз деятельность Глеба решили осветить тележурналисты. Корреспондент ВГТРК Геннадий Картелёв рассказал РИА «Восток-Медиа»: «Акция Глеба Соловья проходит в городе уже несколько дней, мы решили по этому поводу сделать сюжет. На Семёновской площади мы увидели водителя, который сидел в автобусе и курил. Да, он был не на маршруте, но в любом случае это незаконно. К тому же он как раз собирался уезжать с остановки. После нашего замечания он быстро выбежал из автобуса, начал возмущаться тем, что его снимают на камеру». Как рассказывает сам Соловей, водитель пытался повредить камеру оператору. Конфликт продолжал накаляться, водитель забежал в автобус. Когда оператор телеканала Денис Юнак попытался зайти за ним, водитель схватился за видеокамеру и повредил её. Тогда журналисты зафиксировали на плёнку номера автобуса. Затем Денис Юнак вернулся в салон, чтобы записать, какой компании принадлежит автобус. В этот момент водитель резко закрыл двери и тронулся с места. Он пообещал телеоператору увезти его до завода «Варяг» (конечная остановка маршрута) и убить. Впрочем, к выполнению второй угрозы он попытался перейти гораздо раньше. «Примерно через 150 метров водитель остановил автобус и напал на оператора, начал его бить. Их разняли пассажиры, после чего Денис вышел на улицу. На самом деле это действительно страшно. Нас всё-таки немного защитило то, что мы журналисты. А что бы этот водитель сделал с обычным человеком? И сколько таких водителей у нас ездит по городу?» - возмущается Геннадий Картелёв. Сами журналисты пока не обращались в полицию. Как пояснил замдиректора владивостокского филиала ВГТРК Евгений Оленев, руководство канала разбирается в ситуации, а также пытается пообщаться с владельцами автобуса. Работает водитель-скандалист в компании-перевозчике «Влад Рейс». Её представители пока отказываются от каких-либо комментариев. Впрочем, правоохранительные органы сами заинтересовались произошедшим. Как сообщила старший помощник руководителя приморского следственного управления СК РФ Аврора Римская 23 января, «по факту воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов возбуждено уголовное дело (ч. 3 ст. 144 УК РФ). Подозреваемый допрошен, в отношении него избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении».

ЯНВАРЬ, 18
Ксения Клочкова
Начальник отдела материально-технического обеспечения петербургского ЗакСа Алена Кукушкина попыталась помешать журналистке интернет-газеты «Фонтанка.ру» Ксении Клочковой снять на видео потасовку депутатов в стенах парламента. В управлении по информации и общественным связям ЗакСа заверили, что подобного случиться не могло, виной всему «нервная обстановка». О происшествии Ксения Клочкова рассказала на своей странице Twitter. На видеозаписи, сделанной журналисткой, видна женская рука, закрывающая объектив. После этого изображение дергается, слышен возглас журналистки «Перекратите!», и дальнейшая съемка ведется беспрепятственно. Никакого разговора между журналистом и сотрудницей аппарата ЗакСа не последовало. «Я ее просто попросила так не делать, - рассказала Клочкова  - Она была не уверена в себе и отошла». Начальник управления по информации и общественным связям ЗакСа Елена Тимошенко считает, что всему виной нестандартная ситуация конфликта депутатов. «Ничего такого там не было, - рассказала она Лениздат.Ру. - Просто была нервная обстановка и непонятно, кто кому мешал, кто не мешал. Все журналисты снимали, и никто им препятствий не чинил». Тимошенко заметила также, что журналисты «повскакивали с мест», были и попытки «бежать к местам депутатов, что не разрешается». Причиной конфликта депутатов стало принятия постановления «Единой России» и ЛДПР в поддержку передачи Исаакиевского собора РПЦ. Депутат от партии «Яблоко» Михаил Амосов был возмущен тем, что документ приняли сразу в двух чтениях, не оставив времени на внесение поправок. После того, как он начал эмоционально выражать свою позицию, его окружили депутаты от партии «Единая Россия», намереваясь успокоить, даже попытались схватить за руки. После инцидента депутаты разошлись по местам. Журналисты не в первый раз обвиняют Алену Кукушкину в ущемлении прав. В 2016 году она, как стало известно СМИ, провела совещание с помощниками депутатов нового созыва и запретила проводить интервью в столовой Мариинского дворца. Кроме того, сотрудникам и посетителям ЗакСа запретили ходить по дворцу на шпильках, бегать по лестницам, сидеть на подоконниках и прислоняться к стенам дворца. Также было объявлено, что в здание парламента не будут пускать без сменной обуви или бахил. Эти требования позже смягчил спикер Законодательного собрания Петербурга Вячеслав Макаров. А в 2015 году, по данным СМИ, по ее же, инициативе была предпринята попытка ужесточить правила прохода журналистов в ЗакС. По задумке каждый сотрудник СМИ при входе обязан сообщать о цели своего визита и времени, когда он собирается покинуть здание. После этого обеспокоенные журналисты пришли в ЗакС проверять, действуют ли новые распоряжения. Этот поход оказался крайне напряженным: представителей СМИ не пускали в здание в футболках с надписью «Нет цензуре», постоянно курировали их перемещения, вызывали полицейский. После ситуация была урегулирована.

ЯНВАРЬ, 19
Мария Карпенко
В Санкт-Петербурге в день выборов ректора Российский государственный гидрометеорологический университет закрыл двери для журналистов, а этаж, на котором проходит конференция, - для собственных сотрудников и студентов. Пресс-служба в этот день также была недоступна. Среди тех, кому отказали в проходе в здание университета, оказалась и корреспондент «Коммерсанта» Мария Карпенко. «Вы «Коммерсант», вот и пишите про коммерцию», - посоветовали ей. Карпенко рассказала Лениздат.Ру, что не только журналистов запрещено пускать в здание, но и преподавателей и студентов - на третий этаж, где проходит конференция по выборам ректора. Все лекции с оцепленной территории перенесены, а студентов отдельно предупреждают о запрете на входе в университет.

ЯНВАРЬ, 20
Съемочная группа телекомпании «Рифей-Пермь»
Телекомпания «Рифей-Пермь» заявила о нападении на свою съемочную группу. Как сообщил телеканал, в ходе съемок репортажа о приостановке работы одного из обувных магазинов один из героев сюжета накинулся на оператора. Журналисты приехали на съемку вместе с судебными приставами в обувной магазин, в помещении которого произведена незаконная реконструкция. Нарушители встретили гостей крайне нелюбезно, а один из мужчин, назвавший себя прорабом строительной группы, повредил видеокамеру и палец оператора. Так он отреагировал на просьбу корреспондента прояснить ситуацию. Отмечается, что магазин начал реконструкцию, решив «прирасти» подвалом. Жителям дома это не понравилось, и они пожаловались в краевое министерство строительства и ЖКХ. В ходе проверки было установлено, что реконструкция незаконна, а предпринимателей обязали вернуть помещению первоначальный вид. По словам судебного пристава-исполнителя Индустриального района Юлии Пенькевич, первое предписание было выдано в декабре 2015 года. Оно осталось неисполненным, а когда предприниматели проигнорировали и второе предписание, обратились в суд. Добровольно строительные работы подрядчики не прекращали, и в итоге суд постановил принудительно закрыть магазин на три месяца. Телекомпания «Рифей-Пермь» устанавливает личность напавшего на журналистов и решает вопрос о подаче заявления в полицию.

ЯНВАРЬ, 20
Портал ФедералПресс
Газета «Московский комсомолец»
Газета «Комсомольская правда»
В Новосибирске организаторы митинга против роста тарифов ЖКХ подают миллионные иски к федеральным изданиям, а также к «секретному сайту» - первоисточнику информации, вводящей в заблуждение горожан. Бывший вице-губернатор Новосибирской области Виктор Козодой и бывший чиновник новосибирской мэрии Сергей Дьячков будут судиться с порталом ФедералПресс, а также региональными выпусками «Московского комсомольца» и «Комсомольской правды», распространившими не соответствующие действительности сведения – о том, что эти активисты организуют в городе митинг «Против развала медицины», который должен состояться 29 января. Опубликовали это сообщение еще ряд СМИ, а появилось оно впервые на сайте secret-media.com, о существовании которого мало кто знает. Но, не смотря на узкий круг его читателей (число просмотров в публикациях не указано, лайки никто не ставит), и отсутствие выходных данных, ресурс этот, похоже, весьма влиятельный – ему поверили на слово сразу четыре федеральных СМИ (помимо названных, ИА Regnum), перепечатав текст размещенной на нем статьи, как некую директиву - с теми же, что и в нем, грамматическими ошибками (на что обратил внимание портал Сибкрай. ru). В статье сказано, что Виктор Козодой, «близкий к бывшему губернатору Василию Юрченко, отстраненному Президентом за утрату доверия, в отношении которого возбуждено уголовное дело, является в Новосибирске идейным вдохновителем протестной активности». Неизвестный автор высказывает две версии: согласно первой, «инспирируются протесты» экс-губернатором, надеющимся «в определенный момент «восстать из пепла» и заявить о своих политических амбициях». По другой версии, Виктор Козодой и его соратник Сергей Дьячков сами «организуют мероприятия против действующей власти» - с тем, чтобы наработать «багаж для торга с нею в преддверии будущих предвыборных кампаний». В Новосибирске действительно пройдет митинг, но не 29 января, как сказано в «секретном материале», а днем ранее, и не «против развала медицины», а «против роста тарифов ЖКХ», которые по решению городских и областных властей с 1 июля с.г. вырастут на 15% - вопреки распоряжению правительства РФ, где сказано, что рост в этом регионе не должен превышать 4%. Этот митинг станет продолжением акции, среди инициаторов которой также были Дьячков и Козодой - она состоялась 24 декабря 2016 года: тогда на морозе за –30 градусов на Михайловский набережной Оби напротив памятника Александру III выразили протест против повышения жилищно - коммунальных тарифов около 300 человек. Сейчас же мэрия дала разрешение на проведение митинга напротив памятника Ленину в центре города: ожидаемое число участников – около тысячи человек. В соцсетях идут споры: кому понадобилась эта провокационная публикация. Виктор Козодой полагает, что ее организовали политтехнологи из окружения действующего губернатора Владимира Городецкого - с целью затеять информационную войну. Как пояснил ФЗГ бывший замглавы области, вероятно, «замы и помы «дуют в уши» ему о заговоре и заговорщиках, сами же «раздувают костер», чтобы получить побольше денег на его погашение. «Ведь война требует финансов, а если в нее втянуты федеральные СМИ, то финансирование увеличивается в разы». А в итоге, говорит Виктор Козодой, вышло так, что самого же губернатора и подставили: «Теперь Москва знает, что в регионе политическая нестабильность, раздрай элит, расширение протеста, и вообще областная власть, что называется, «не держит поляну», и все это происходит за год до президентских выборов». Некоторые комментаторы в соцсетях, напротив, считают, что «в этом вбросе виден почерк Городецкого и К», другие приписывают его Сибирской энергокомпании – монополисту на местном рынке ЖКХ, в чьих интересах накануне акции протеста сменить повестку – с коммунальной на медицинскую, тоже весьма болезненную в Новосибирской области, да и не только в ней. На своей странице в Facebook Виктор Козодой написал, что намерен взыскать с федеральных изданий за причиненный ими моральный ущерб не менее 2-х миллионов рублей. Готовит иски к ним и Сергей Дьячков. На вопрос нашего корреспондента, не кажется ли ему эта ситуация смахивающей на спецоперацию, и не собирается ли он предъявить иск первоисточнику дезинформации – «спецслужебному» сайту secret-media.com ответил: «Мы в процессе принятия такого решения».

ЯНВАРЬ, 20
Владимир Соловьев
Радио «Вести FM»
Савеловский суд Москвы отклонил иск сенатора Людмилы Нарусовой о взыскании 30 рублей с теле- и радиоведущего Владимира Соловьева, радио «Вести FM» и адвоката Шоты Горгадзе. «Суд оставил без удовлетворения исковое заявление Нарусовой о защите чести и достоинства», - рассказал РИА «Новости» Горгадзе. По словам защитника, поводом послужил эфир полгода назад, в ходе которого он с Соловьевым обсуждал судебный спор Нарусовой и депутата Госдумы Александра Хинштейна. «По непонятной мне причине сенатор сочла, что наше обсуждение задевает ее честь и достоинство, в связи с чем она и обратилась в суд. По словам ее адвоката, Нарусова потребовала взыскать с нас 30 рублей компенсации по аналогии с библейским сюжетом о предательстве Иисуса Христа Иудой Искариотом за 30 сребреников», - пояснил Горгадзе.

ЯНВАРЬ, 20
ВГТРК
Информация о взрывном устройстве в здании ВГТРК в Москве не подтвердилась. «К нам поступил звонок от неизвестного о якобы находящемся в здании взрывном устройстве. Была проведена проверка, информация не подтвердилась, взрывное устройство не обнаружено», - сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе холдинга. В пресс-службе ВГТРК также отметили, что эвакуации людей не потребовалось. Напомним, ранее стало известно, что столичные правоохранители проверяют анонимное сообщение об угрозе взрыва в здании телерадиокомпании ВГТРК на севере Москвы. Сообщалось в частности, что на место происшествия прибыли сотрудники полиции, а также кинологи.

ЯНВАРЬ, 20
ИА «СеверПост»
В Мурманске корреспондента ИА «СеверПост» не пустили в здание городской администрации. При попытке пройти через пост охраны на первом этаже мурманской мэрии 20 января корреспондента ИА «СеверПост» остановили люди в форме и потребовали показать документы. В это время в администрации города проходило совещание, на котором обсуждались вопросы, касающиеся социальных домов. Но на встречу с чиновниками журналист не попала. Охранникам было предъявлено удостоверение сотрудника прессы, но это не помогло. После беседы с кем-то по телефону стражи потребовали аккредитацию, но даже после того, как сотрудник «СеверПост» объяснил им, что «чтобы попасть в здание администрации города, никакой аккредитации не требуется», реакции от охраны не последовало. Как позже пояснили в городской пресс службе «корреспондента пустить не могут потому, что заседание уже началось и проходит за закрытыми дверями». «Мы однозначно расцениваем действия охраны и сотрудника мэрии, как воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. Это происходит уже не первый раз и превращается в Мурманске систему. Очевидно, что в данном случае, действия были намеренные, цель: помешать корреспонденту получить доступ к информации, которая очень неудобна нынешней городской власти», - заявил главный редактор «СеверПост» Дмитрий Высоцкий.

ЯНВАРЬ, 23
Анна Лебедева
Неделю назад в Ростове-на-Дону прошло торжественное собрание в честь Дня Печати с участием губернатора Василия Голубева и мэра Виталия Кушнарева. Кто-то написал забавный сценарий праздника, а особенно текст ведущего. Встречался, дескать, Дональд Трамп с журналистами (нет, не с ростовскими, а «Нью-Йорк таймс») и говорит им: «Если бы я не читал вашей газеты, прожил бы на 20 лет дольше». А вот наш губернатор Василий Голубев читает только правильные газеты и смотрит только правильные телеканалы!». Неудивительно, что после такой вводной награды раздали журналистам и прочим сотрудникам «правильных СМИ» - областных, муниципальных, формально независимых, но нахваливающих наши дорогие власти. А если и подмечающих отдельные не совсем ещё искоренённые недостатки, то в рамках дозволенного. «Вы не только отражаете происходящие события – вы умеете показать власти и обществу (подчеркну: конструктивно показать), какие проблемы и болевые точки на карте области требуют внимания», - сказал донским журналистам Василий Голубев. Тем, кто не научился «показывать проблемы конструктивно», премий не дали. По странному стечению обстоятельств в те же самые дни имя Трампа склоняли на другом конце света американские журналисты. Главный редактор журнала Columbia Journalism Review Кайл Поуп написал от лица журналистов пресс-пула Белого дома открытое письмо Трампу под заголовком «Наши правила, а не ваши». Причём в угрожающем тоне - по сути, это список требований: не убирать из Белого дома кабинеты для журналистов, не отменять пресс-конференции и не лишать корреспондентов возможности общения с новым президентом. Мне показалось, что пафоса в этом письме многовато, да и неизвестно, имел ли право автор говорить от имени всех коллег. В этом надо отдельно разбираться и желательно там, на месте. А Кайла Поупа мы к себе приглашаем – так сказать, по обмену опытом. Пусть попробует получить информацию – нет, не от Президента Путина или губернатора Голубева и даже не от министра труда и социального развития Ростовской области Елисеевой. А всего лишь от завотделом или, на худой конец, от рядового специалиста, владеющего вопросами подсчёта величины прожиточного минимума в Ростове-на-Дону. Читающую публику это очень интересует, а чиновники – ни гу-гу! Второй месяц не могу добиться ответа ни устно, ни письменно. Говорят, после предыдущей заметки в дайджесте ФЗГ о невозможности получить хоть какую-нибудь информацию даже при помощи пресс-секретарей областных министерств и ведомств, начальник управления информационной политики правительства Ростовской области Сергей Тюрин устроил своим подчинённым (этим самым пресс-секретарям) разнос на планёрке. Однако это не помогло: проникнуть в министерство сельского хозяйства области с расспросами о развитии свиноводства на Дону так и не удалось! Ну что, господин Поуп, принимаете мой вызов? Условия пари простые: вы должны взять интервью у главного специалиста отдела животноводства ростовского минсельхоза, а я – у президента Трампа. Делайте ставки, господа!

ЯНВАРЬ, 23
Евгения Острая
Ирина Мезенина
Виктор Сидоренко
В Омской области отправленные в отставку редакторы трех районных газет обратились в суды с требованием восстановить их в должности. Главреды трех омских районных газет, уволенные из-за «некомпетентности», подали иски к Главному управлению информационной политики областного правительства. Как сообщал Фонд зашиты гласности», ГУИП отказалась продлить контракты с рядом редакторов, мотивируя это тем, что они не соответствуют «новым компетенциям». В чем они заключаются, руководитель ведомства Станислав Сумароков не пояснил, но из его комментариев, в частности, еженедельнику «Бизнес-курс», следует, что оно хотело бы видеть жизнь на страницах сельских изданий более радужной: «Нельзя все рисовать черным, есть ведь и другие краски. Людям требуются положительные ориентиры». Вероятно, в подавляющем большинстве редакторы омских «районок» (всего их 32) с этой задачей худо-бедно справляются – ГУИП продлило с ними контракты, правда, всего лишь на один год (прежний был трехлетним, а до того главреды работали по бессрочному договору). То ли срок годности у «новых компетенций» недолгий, то ли Главное управление не уверено, что «районщики» им соответствуют. Ясно, что при таком контракте они будут стараться подбирать краски более радостные и искать ориентиры, далекие от мрачной действительности, чтобы по истечении года самим в ней не раствориться (по данным службы занятости Омской области, безработица на селе в три с лишним раза выше, чем в городе, а уволенным журналистам найти работу немыслимо. Но еще несколько лет назад глава региона Виктор Назаров, вступая в эту должность, давал работникам СМИ прямо противоположные указания: он говорил, что приукрашивание действительности недопустимо, что пресса и телевидение «должны рассказывать правду, пусть даже горькую», и эти его высказывания сохранились на многих сайтах, а областная «Концепция информационной политики», подписанная им в мае 2013 года, до сих пор остается в юридической силе. Ее основные принципы – «открытость органов исполнительной власти», «равенство всех пользователей информации независимо от их положения в обществе», «обеспечение законных прав и свобод граждан на выражение мнения» и т.п. Именно им неукоснительно следовали редакторы, с которыми ГУИП не продлило контракты. В частности, газета «Наша Иртышская правда» и ее главред Евгения Острая каждый год становились лауреатами областного конкурса журналистского мастерства, а в 2015 году большереченская «районка» вошла в число победителей конкурса «10 лучших газет России», и буквально на днях, 20 января, уже после увольнения Евгении Омское отделение Союза журналистов вручило ей лауреатский диплом, вероятно, отметив ее высокую прежнюю компетенцию, на сегодняшний день уже устаревшую («Наградили «посмертно» - написала Евгения на своей странице в Facebook). За 4 года ее руководства тираж «Нашей Иртышской правды» вырос в 4 раза, и достигло издание 70% самоокупаемости. Выше этот показатель только у «Тарского Прииртышья», с редактором которой Ириной Мезениной Главное управление тоже решило не продлевать контракт. Без объяснения причин - вероятно, некомпетентной показалась ему, в частности, публикация на первой полосе о митинге против роста тарифов ЖКХ: на фотографиях в этом репортаже реяли красные флаги. Не знает, в чем именно провинился перед ГУИП и редактор газеты Ihre Zeitung («Ваша Газета») Азовского немецкого национального района Виктор Сидоренко. «Я приехал туда, встретил Сумарокова и спросил у него: «За что?», он мне ничего не ответил – рассказал главред нашему корреспонденту - У меня журналистский стаж – 40 лет, и знаете, в советские времена такого беспредела не было. Да, цензура была, но там все четко оговаривалось: редакторы знали, что можно, и чего нельзя». Истцы будут добиваться восстановления на своих рабочих местах, а также возмещения ущерба их репутации. И это – главное: они ведь не виноваты в том, что региональная власть резко сменила политическую ориентацию. «Под таким руководством я работать вряд ли смогу – говорит Евгения Острая – Но мне важно, чтоб оно ответило за свои действия, чтоб дало объяснение им в суде. Ему это придется сделать: отмолчаться там не получится».

ЯНВАРЬ, 23
Портал «Брянск Today»
Двадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение о взыскании 2,1 млн рублей с учредителя интернет-портала «Брянск Тoday» Дмитрия Толочко в пользу компании «Фазис-Брянск». Как передает РАПСИ, эти средства постановили взыскать как убытки в виде упущенной выгоды. Толочко обжаловал решение Арбитражного суда Брянской области от 19 октября 2016 года. Тогда также были признаны недостоверными и не соответствующими действительности сведения, опубликованные 20 апреля 2016 года в статье портала «В Брянске «Роснефть» теряет передовые позиции?». Арбитраж обязал учредителя издания в десятидневный срок с даты вступления в законную силу решения суда опубликовать на интернет-портале «Брянск Тoday» резолютивную часть решения арбитражного суда под заголовком «Опровержение». Суд первой инстанции установил, что «распространенные ответчиком сведения порочили деловую репутацию компании «Фазис-Брянск» и после их распространения постоянный контрагент ООО отказался от коммерческих взаимоотношений с ним, расторгнув достаточно крупную в ценовом выражении сделку». В подтверждение обоснованности размера неполученного дохода компании была представлена информация о выручке, возможной при обычных условиях оборота, в том числе данные о прибыли фирмы за аналогичный период времени до распространения порочащих сведений (см. монитор за октябрь 2016 года).

ЯНВАРЬ, 23
Евгения Чудновец
Накаляется атмосфера вокруг воспитательницы из Екатеринбурга Евгении Чудновец, осужденной Катайским районным судом за перепост в соцсетях ролика с издевательствами над обнаженным ребенком сотрудников местного пионерского лагеря. Ее этапировали из Шадринского СИЗО, где даже помещали в карцер, в Нижнетагильскую исправительную женскую колонию №6. Главный довод, который звучит в защиту блогера: она невиновна, поскольку занималась не распространением детского порно, а, сделав перепост в «ВКонтакте», пыталась лишь привлечь внимание общественности и силовиков к инциденту. Журналисты и посетители соцсетей возмущены строгим судейским приговором, ведь строго наказан совсем не тот, кто сделал пост первым. Адвокат Мария Кириллова готовится обжаловать решение апелляционного суда, свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова пытается помочь выйти из колонии по УДО, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин распорядился проверить обоснованность выводов следствия, уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова получила копии процессуальных документов по делу осужденной и готова вмешаться. Напомним, что ролик был размещен в августе 2015 года. Было заведено уголовное дело, по которому осуждены (на 3 и 6 лет лишения свободы) вожатый Данил Безбородов и воспитательница Татьяна Куршева, которая и снимала 10-летнего мальчика. Через год, 8 ноября, суд признал Евгению Чудновец виновной в распространении детской порнографии и осудил ее на шесть месяцев лишения свободы, а трехлетнего сына осужденной постановил передать органам опеки. Облсуд смягчил наказание до пяти месяцев колонии, отменив постановление в отношении ребенка. Однако адвокаты настроены в любом случае идти до конца - добиваться отмены незаконного, по их мнению, приговора. Помимо этого, депутат Госдумы РФ Александр Сидякин направил запрос в Высшую квалификационную коллегию судей для проверки действий судьи, который вынес этот приговор.

ЯНВАРЬ, 23
Газета «Ессентукская панорама»
В ФЗГ обратился главный редактор газеты «Ессентукская панорама» (Ставропольский край) Дмитрий Чернышев. Он сообщил о цензуре, которую пытаются осуществлять власти Ессентуков. «Ни я, ни предыдущие главные редакторы не скрывали, что газета является печатным органом городской администрации, но и не впадали в «обеление» фактов и откровенное нахваливание первых лиц города, их заместителей, структурных подразделений и отдельных сотрудников муниципалитета, - говорит Дмитрий Чернышев. - Все изменилось, когда главой города Ессентуки в 2015 году стал Александр Некристов, «присланный» губернатором из Ставрополя. С этого момента в жизни редакции «Ессентукской панорамы» началась «черная полоса». Глава города либо сам лично, либо через сотрудников созданного им информационно-аналитического отдела администрации требовал согласовывать с ним каждый номер газеты, создавал даже такие «экзотические» должности, как «заместитель главы администрации на общественных началах» или «помощник главы города Ессентуки на общественных началах по вопросам работы СМИ». Главный редактор рассказал, что с некоторыми «контролерами» редакция справлялась сама или с помощью обращений в прокуратуру или к депутатам краевой Думы, некоторые «помощники», проработав пару дней, увольнялись сами, прекрасно понимая, что «вопросы работы СМИ» пахнут обычной цензурой. В ноябре 2016 года был назначен новый директор МБУ «Ессентуки сегодня» (учредитель газеты) Юрий Корчевный. По словам главного редактора, Корчевный лично отправлял макет сверстанной газеты на согласование одному из помощников главы города, который затем по телефону диктовал, что нужно добавить или убрать из той или иной статьи, какой заголовок переписать или поменять фотографию.

ЯНВАРЬ, 23
СМИ Санкт-Петербурга
Казалось бы, надо радоваться: редакции отбились от разорительных исков. Но радости нет - столько сил, времени и ресурсов потребовала эта борьба за очевидное право журналистов сообщать в том числе и нелицеприятную информацию! Речь идет о давнем конфликте между петербургскими СМИ и Санкт-Петербургским университетом профсоюзов. Много лет Фонд защиты гласности методично фиксирует в своем мониторинге нарушений прав журналистов и СМИ претензии со стороны Санкт-Петербургского университета профсоюзов (СПбГУП) к прессе. Пожалуй, по числу исков о защите деловой репутации данный вуз во главе с ректором Александром Запесоцким обогнал в Северной столице всех! Не стал исключением и ушедший 2016 год, когда ситуация накалилась до такой степени, что была названа нами позиционной войной. Сражение шло в судах, инициированных вузом по поводу публикаций 2014 года о реакции на отчисление сразу 150 студентов. Без малого два года баталий закончились оглушительной победой пяти СМИ, хотя предугадать финал было невозможно. Ведь в начале прошлого года в апелляционной инстанции был неожиданно удовлетворен иск к сетевому изданию «ЗакС.Ру». Но редакция пошла дальше, и уже в кассации данное решение было отменено. Согласился с представителями масс-медиа и Верховный суд, в своем определении от 16 ноября 2016 года указывая, что оснований для пересмотра решения не имеется. Итак, в течение 2016 года все пять исков были в итоге отклонены судами, и вузу не удалось взыскать немалые суммы с сетевых СМИ «Бумага», «ЗакС.Ру», сайта «Эха Петербурга», The Village и «Лениздат.Ру». А ведь медиаюристы были единодушны: оснований для исков вообще нет, в публикациях приводилось мнение активистов, при этом никто не выдавал его за факт. Даже будучи ошибочным, это мнение является ничем иным, как позицией, высказанной определенным лицом. Кроме того, никаких подтверждений урону репутации СПбГУП не приводилось, напротив, на официальном сайте вуза регулярно публикуются действительно впечатляющие показатели конкурса при поступлении, высокие результаты ЕГЭ абитуриентов. Очередная победа - уже в этом году: 18 января 2017 года Федеральный арбитражный суд Северо-Запада отказался удовлетворить кассационную жалобу СПбГУП к сетевому изданию «Лениздат.Ру». Университету снова не удалось взыскать с издания 5 млн рублей, якобы за ущерб деловой репутации и упущенную выгоду.

ЯНВАРЬ, 24
ВГТРК
Арбитражный суд Москвы назначил дату предварительных слушаний по иску новосибирской компании «Ангиолайн интервеншионал девайс» к известному бизнесмену Виктору Вексельбергу и Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК). Как сообщает РИА «Новости», иск поступил в арбитраж 16 января. При этом об основаниях иска в материалах суда пока не сообщается. Член совета директоров ООО «Ангиолайн» Наталья Лебедева пояснила, что претензии истца связаны с интервью Вексельберга, которое он дал в конце октября прошлого года телеканалу «Россия». По словам Лебедевой, бизнесмен заявил, что в России полукустарным способом производят тысячу стентов. Между тем, как отметила Лебедева, компания «Ангиолайн» только в 2016 году реализовала примерно 40 тысяч стентов, и их производство сертифицировано в соответствии с международными стандартами, что ежегодно подтверждается международным аудитором. Как отметила представитель заявителя, Вексельберг через группу «Ренова» является совладельцем совместного предприятия ООО «Стентекс», которое в мае 2015 года получило статус единственного поставщика стентов в российские клиники, хотя производство в России собирается локализовать только к 2019 году.

ЯНВАРЬ, 24
Сергей Айнбиндер
Александра Агеева
.
В Санкт-Петербурге у здания Конституционного суда, который рассматривал жалобу осужденного активиста Ильдара Дадина на статью УК РФ, сотрудники полиции задержали нескольких человек, среди которых оказались журналисты. В числе задержанных была жена активиста Анастасия Зотова, а также сотрудники Sota. Vision Сергей Айнбиндер и учредитель издания Александра Агеева. Как сообщает «ОВД-Инфо» со ссылкой на Зотову, задержание произошло после того, как активисты подошли к стоявшему у суда «пикетчику», которому хотели помочь в его общении с полицией. В результате правоохранители задержали троих человек, которые подошли к активисту, а его задерживать не стали. Отмечается, что сотрудники полиции объяснили задержание переходом дороги в неположенном месте. Активисты были доставлены в первый отдел полиции по Адмиралтейскому району. Позже в Twitter Зотова сообщила, что всех задержанных отпустили.

ЯНВАРЬ, 24
Сайт украинского издания «Историческая правда»
В Крыму заблокирован доступ к сайту украинского издания «Историческая правда». В заявлении редакции говорится, что она не получала от властей никаких сообщений, предупреждений и требований. Руководство украинского издания предполагает, что ограничение доступа к сайту произошло не из-за решения Роскомнадзора, а по негласному запрету властей. И теперь крымские провайдеры имитируют ошибку недоступности сайта. Редакция «Исторической правды» считает, что такие действия ограничивают свободу слова и право свободного доступа к информации. Издание обращается к правозащитникам с просьбой повлиять на российские власти для снятия всех ограничений для доступа к сайту «Исторической правды» в Крыму.

ЯНВАРЬ, 25
Телепрограмма «Ревизорро»
Жалоба смоленского ресторана «Хаген» по иску против телеканала «Пятница» отклонена Девятым арбитражным апелляционным судом. Как передает РАПСИ, таким образом, суд подтвердил решение первой инстанции об отказе в иске. Помимо «Хагена», в качестве истца в деле участвует также компания ООО «Дирижабль». Заявители обжаловали отказ в удовлетворении иска к «Ревизорро» 28 сентября. В своем иске истцы требовали опровергнуть информацию о ресторане, которую истцы сочли не соответствующей действительности. До Девятого арбитражного апелляционного суда решение об отказе в иске принял и Арбитражный суд Москвы. Тогда суд отметил, что какого-либо упоминания о компаниях спорный видеосюжет не содержит. Кроме того, истцы не доказали, что указанные фразы из видеосюжета носят порочащий характер и имеют форму утверждения. Заявителям необходимо было доказать не только сам по себе порочащий характер распространенных сведений, но и их отношение непосредственно к истцам, а не к иному юридическому лицу. Истцы обжаловали это решение. Выпуск телепрограммы «Ревизорро» со съемками смоленских ресторанов вышел 23 сентября 2015 года. Тогда ведущая Елена Летучая в передаче раскритиковала работу ресторана «Хаген» (см. монитор за ноябрь 2016 года).

ЯНВАРЬ, 25
Телеканал «Дождь»
Глава «Роснефти» Игорь Сечин отказался объяснять телеканалу «Дождь», на каких основаниях он ездит на автомобиле со спецсигналом, заявив лишь, что они не являются незаконными. Он попросил журналистов «отстать». Ранее пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев в грубой форме отказался отвечать на вопросы корреспондента «Дождя». На минувшей неделе телеканал сообщил, что глава «Роснефти» ездит со спецсигналом, хотя госкомпании по закону не положена «мигалка». Один из собеседников рассказал «Дождю», что автомобиль с «мигалкой» Сечину могло предоставить ведомство, которое имеет право пользоваться таким оборудованием. В Федеральной службе охраны заявили, что не имеют к этому отношения.

ЯНВАРЬ, 25
Радио Свобода
В Кирове продолжилось рассмотрение дела «Кировлеса», по которому проходят обвиняемыми оппозиционер Алексей Навальный и предприниматель Петр Офицеров. Во время заседания корреспондент Радио Свобода была заподозрена в тайной съемке главного свидетеля обвинения. У нее отобрали смартофон и провели техническую проверку аппарата. После проверки смартфона корреспондента отпустили. Видео обнаружено не было. Судья Алексей Втюрин извинился перед журналисткой.

ЯНВАРЬ, 25
Интернет-ресурс «Новости Севастополя»
В Крыму у сотрудников интернет-ресурса «Новости Севастополя» (sevnews.info) был проведён обыск и изъята оргтехника: компьютеры, ноутбуки, планшеты, телефоны. Сотрудники отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления СКР по городу Севастополю искали контакты пользователя, который в мае 2016 года разместил в разделе «блоги» указанного сайта разместил две заметки, в которых шла речь о том, что один из сотрудников прокуратуры был наркоман со стажем, но начальство закрывало на это глаза, пока его не задержали сотрудники ФСБ. «Ко мне пришли с обыском в 7 утра. Потом на 11 выписали повестку, из здания Следственного управления я вышел в полдевятого вечера, - сообщил редактор сайта А. Карлюк. – Если бы сразу сказали, что им нужно, я бы предоставил информацию, и незачем было устраивать маски-шоу». Работа интернет-ресурса приостановлена, хотя оргтехнику обещают вернуть в начале следующей недели. «Пока я нахожусь в статусе свидетеля, будут ли мне предъявлять обвинение, я не знаю. В последнее время на страницах сайта появлялось много критической информации о деятельности отдельных сотрудников СУ СКР по городу Севастополю, даже одного из них руководство решило перевести в другой регион. Думаю, что обыск и изъятие оргтехники никак с этим не связано, так как действия проводились в рамках уголовного дела, возбужденного еще полгода назад. Хотя возможен и такой вариант, что про «прокурорское» дело вспомнили именно с критикой в адрес СК. Редакция сайта приносит свои извинения в связи с тем, что новостная строка не обновляется. Решение, продолжит ли работу интернет-ресурс, пока не принято, это будет зависеть от дальнейших действий сотрудников Следственного комитета», - рассказывают о произошедших с ними событиях «Новости Севастополя».

ЯНВАРЬ, 26
«Фонтанка»
Сотрудники центра импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга попросили корреспондента «Фонтанки» Галину Бояркову покинуть пресс-конференцию, посвященную перспективам импортозамещения. Как пояснили в центре, это сделано по просьбе пресс-службы комитета по промышленной политике и инновациям Смольного, которой не понравилась публикация о специальных инвестиционных контрактах, опубликованная на прошлой неделе на нашем портале. В статье, в частности, шла речь о том, что на промышленном совете, состоявшемся на прошлой неделе, представители бизнеса критически высказались о мерах поддержки, предложенных Смольным для развития импортозамещающих производств.

ЯНВАРЬ, 26
Газета «Московский комсомолец»
«КМ-Урал»
Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск авиакомпании-лоукостера «Победа» к ЗАО «Редакция газеты «Московский комсомолец» и уфимскому ООО «КМ-Урал». В суде компания намерена отстаивать свою деловую репутацию. Иск, в котором ООО «КМ-Урал» указано как выполняющее функции редакции двух изданий, поступил в арбитраж, к производству он пока не принят. Согласно исковому заявлению, причиной обращения в суд стали публикации в двух изданиях под заголовком: «Лишили крыльев: В Уфе авиакомпании «Победа» не дали возможности разлучать семьи в полете». «Победа» просит суд обязать ООО «КМ-Урал», выступающее в качестве редакции издания «Час пик» и «Московский комсомолец в Башкортостане», опубликовать опровержение в том же издании тем же шрифтом на той же полосе в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу. Также авиакомпания просит взыскать 2 миллиона рублей компенсации вреда деловой репутации с ООО «КМ-Урал» и с ЗАО «Редакция газеты !Московский комсомолец» как учредителей изданий. «Указанная статья, вышедшая в свет в двух перечисленных изданиях, содержит не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию ООО «Авиакомпания «Победа» сведения», - цитирует РИА «Новости» заявление истца.

ЯНВАРЬ, 26
Александр Семенов
Елена Зименова
В производстве Боровичского городского суда (Новгородская область) находится дело по иску о защите чести и достоинства, который был предъявлен к учредителю «Вашей Боровичской газеты» Александру Семенову и журналисту этого издания Елене Зименовой. Истец, глава Боровичского административного района Александр Костюхин посчитал, что в опубликованной этим изданием статье Елены Зименовой содержатся не соответствующие действительности и порочащие его сведения. Истец просит суд обязать ответчика их опровергнуть и взыскать с них по 3 миллиона рублей в качестве компенсации морального вреда.

ЯНВАРЬ, 27
Михаил Лобанов
Собкор ФЗГ не был допущен 27 января на заседание президиума Пермского краевого суда. Здесь в открытом процессе рассматривалось кассационное представление прокурора Прикамья Вадима Антипова об исправлении судебной ошибки, допущенной более четырех лет назад в отношении бизнесмена Алексея Кильдибекова. Восстановить грубо попранную законность высокопоставленные судьи предпочли втихую, без присутствия журналиста. Если верить официальному сайту Пермского краевого суда, 27 января в 10-00 президиум назначил слушания одновременно 4 уголовных и 2 гражданских дела. Перед началом работы кассационной инстанции я сообщил секретарю судебного заседания, с которой не в первый раз встретился здесь, в президиуме, что пришел на дело А. Кильдибекова. Неизвестная мне по имени миловидная дама в мундире спросила: «Вы в качестве слушателя? Это дело будет позднее. Позовем». Ожидая приглашения, я более часа провел в холле начальственного седьмого этажа под пристальным наблюдением двух судебных приставов и нескольких видеокамер. За это время секретарь дважды объявляла сторонам о рассмотрении того или иного дела и сопровождала их в зал. Увидев после 11-00 вышедшую из зала заседаний заместителя прокурора Пермского края Любовь Малышеву, я подошел поздороваться. И вдруг услышал: «А дело Кильдибекова уже рассмотрели, представление удовлетворено». Стоявшая поблизости секретарь поспешила парировать мой незаданный вопрос: «Но ведь вы вчера не сообщили о намерении присутствовать на заседании!» Пришлось отшутиться: «Давайте простим друг друга». В статье 241 УПК РФ («Гласность») ничего не говорится о том, что слушатель открытого судебного заседания обязан заранее сообщать о своем желании присутствовать на процессе. В этой статье не прописано особое правило для журналистов спрашивать чье-либо дозволение посещать суд. Не объявив о слушании дела А. Кильдибекова, президиум Пермского краевого суда показал свое пренебрежительное отношение к фундаментальной основе судопроизводства - гласности. И тайком, за плотно закрытыми дверями попытался скрыть судебную ошибку, допущенную местными судебными инстанциями. Приговором Дзержинского районного суда Перми от 14 декабря 2012 года А. Кильдибеков признан виновным в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшего по неосторожности гибель 18 человек и причинение тяжкого вреда здоровью одному человеку. За пожар, который случился на арендованном складе бытовой химии в ночь на 10 февраля 2011 года, он, как арендатор, был наказан на 6 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии-поселении. В назначенный срок зачтено 6-месячное пребывание под стражей во время следствия. Находясь в заключении, Кильдибеков 31 мая 2015 года добился частичной амнистии и сокращения срока на 1/3. После того, как Нытвенский районный суд 15 февраля 2016 года отказал в условно-досрочном освобождении (УДО) бизнесмен дошел с жалобами до Верховного суда РФ. Там было возбуждено кассационное производство – и президиум Пермского краевого суда 7 октября 2016 года вынужден был отменить незаконное постановление апелляционной инстанции, признавшей 20 апреля отказ в УДО обоснованным. Повторное разбирательство в апелляции завершилось 8 ноября немедленным освобождением Кильдибекова из колонии-поселения № 39 в Оханском районе – досрочно на 1 год 2 месяца 25 дней. Осужденный провел за решеткой лишние девять месяцев. Примечательная деталь. В нарушение закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» приговор Дзержинского районного суда Перми от 14 декабря 2012 года в отношении А. Кильдибекова не опубликован на официальном сайте ГАС «Правосудие». Нет здесь и текста постановления Нытвенского районного суда от 15 февраля 2016 года.

ЯНВАРЬ, 27
Олег Куницын
Евгений Доможиров
Суд в Вологде приговорил к двум годам колонии-поселения Николая Куликова, обстрелявшего из травматического пистолета общественника Евгения Доможирова и журналиста газеты «Минута истины» Олега Куницына (см. монитор за май 2016 года). Николай Куликов признан виновным в нанесении побоев (статья 116 УК РФ) и умышленном причинении среднего вреда здоровью (статья 112 УК РФ). Как рассказал сам Доможиров ИА «Росбалт», суд пришел к выводу, что преступления Куликов совершил из личной неприязни. При этом, по словам общественника, заказчики преступления ушли от наказания. «Два года я считаю вполне достаточным наказанием за те травмы, которые он нанес мне. Однако ушли от ответственности заказчики и организаторы преступления. Я уверен, что в произошедшем была политическая составляющая, а полиция и суд сделали все, чтобы скрыть реальное преступление», - пояснил Доможиров. Общественник напомнил, что изначально, после задержания Куликов сознался в нападении и на Доможирова, и на Куницына. Однако в суде он отказался от второго эпизода. «В этой ситуации я даже склонен верить Куликову. К нему в изолятор приезжал начальник полиции, в тот момент, когда к нему еще даже адвоката не привезли. Тогда он стал придерживаться версии, что он совершил оба нападения. Но на суде заявил, что его заставили оговорить себя полицейские. Дело в том, что он полагал, что дело будет рассматриваться в суде в особом порядке, и он отделается условным сроком. Но мы отказались от особого порядка», - уточнил общественник. Напомним, в мае прошлого года на заместителя главного редактора вологодской газеты «Минута истины» Олега Куницына было совершено нападение. Инцидент произошел около 8 утра у дома потерпевшего. Он вышел из дома, выехал на автомобиле со своего участка и вернулся, чтобы закрыть ворота. В этот момент к нему подошел неизвестный в медицинской маске и дважды выстрелил в упор. Как отмечал главный редактор газеты Эрик Прохоров, нападение может быть связано с публикацией газеты, где действующий мэр города обвиняется в причастности к коррупции и преступлениям.

ЯНВАРЬ, 29
СМИ Хабаровского края
Хабаровское региональное отделение Союза журналистов России обратилось к губернатору края Шпорту и высокопоставленным чиновникам краевого правительства с обращением. Прежде, чем мы приведем суть письма, информируем читателей: и губернатор, и трое заместителей председателя правительства края, коим направлено письмо, кроме своей основной деятельности еще и президенты, председатели наблюдательных и попечительных советов местных футбольных и хоккейных клубов. В обращении говорится о том, что сообщество пера и эфира крайне озабочено ситуацией, сложившейся в сфере специализированных спортивных программ и изданий. ДВГТРК «Дальневосточная» прекратило выпуск программы «Голевая передача», на телеканале «Губерния» (6ТВ) вообще нет специализированной спортивной программы. С 1 октября из-за нехватки финансирования остановило свою работу единственное спортивное издание в сети Интернет «Внашупользу». По этой же причине с нового года не выходит в утренний эфир с участием хабаровских спортсменов на радиостанции «Спорт ФМ». Уже больше года не выходит журнал «Спортивный Хабаровск». Учитывая, что тематические спортивные издания закрылись или приостановили свою работу, теме спорта, в том числе детского, здорового образа жизни в местных СМИ не уделяется должного внимания. В радио и телеэфиры попадают новости исключительно об игре команд мастеров. При этом в крае регулярно проводятся крупные турниры по различным видам спорта. А в 2018 году Хабаровский край в очередной раз получил право принимать чемпионат мира по хоккею с мячом. Но где будет освещаться турнир, большой вопрос. Журналисты просят обратить внимание и на то, что закрытие спортивных редакций – это еще и сокращение рабочих мест, что не может не вызвать негативных эмоций у профессионального сообщества. Заканчивается обращение просьбой оказать помощь в возрождении специализированных спортивных программ и изданий.

ЯНВАРЬ, 29
Газета «Приамурские ведомости»
Более года не могут получить честно заработанные деньги 20 работников старейшей хабаровской краевой газеты «Приамурские ведомости». В январе 2016 года ООО «Редакция газеты «Приамурские ведомости»» «приказала долго жить». Но бренд газеты не был утерян: вот уже год как газету с названием «Приамурские ведомости» издает АНО «Центр поддержки социальных инициатив «Открытый регион». Это же АНО выпускает и другой провластный медийный ресурс «Хабаровский край сегодня». Один из потерпевших - журналист Юрий Ковалев первым (еще в декабре 2015 года) написал заявление о возбуждении уголовного дела в следственный комитет по Комсомольску-на-Амуре. Заявление долго блуждало по кабинетам силового ведомства и в итоге попало в Северный межрайонный следственный отдел города Хабаровска СУ СК России по Хабаровскому краю. В июне 2016 года старший следователь А. Супруненко вынесла постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 145.1 УК РФ («Невыплата заработной платы»). Следствие шло ни шатко, ни валко. Начальник следственного отдела и прокурор Кировского района Хабаровска старались не замечать нарушений норм Уголовно-процессуального кодекса РФ - предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела, как того требует статья 162 указанного кодекса. К концу года все же следственные действия были выполнены, допрошены все фигуранты, проведены обыски в загородном коттедже Олега Кульгина (бывшего редактора «Приамурских ведомостей»), описано его имущество, но дело по какой-то странной причине все еще пылится на полке у начальника следственного отдела. Потерпевшие теряются в догадках, почему так беззастенчиво нарушается закон? Может это связано с тем, что Олег Кульгин не рядовой член партии «Единая Россия», а член президиума регионального политсовета «Единой России»?

ЯНВАРЬ, 30
СМИ Карелии
Правила аккредитации журналистов, принятые Петрозаводской администрацией, вводят ряд норм, которые противоречат Конституции России и Федеральному закону «О СМИ». Например, на редакции и журналистов возлагается обязанность всесторонне и объективно информировать читателей, зрителей, слушателей о мероприятиях проводимых мэрией. Против объективности освещения любых событий городской жизни возразить нечего, но только сама редакция решает, какие мероприятия и в каком объёме она будет освещать и станет ли вообще это делать, даже если корреспондент и присутствовал на нём. Мэрия, как и любой другой орган власти, не вправе вмешиваться в редакционную политику издания. Потому норму упомянутых правил, что журналист может быть лишён аккредитации за то, что в течение полугода не освещает жизнь Петрозаводской мэрии, в Союзе журналистов сочли посягательством на права СМИ и оспорили ряд подобных пунктов аккредитации в суде. К настоящему времени ряд требований правил аккредитации уже признаны судом не соответствующими законодательству и должны быть отменены Петрозаводской администрацией, но какие-то пункты документа по-прежнему оспариваются журналистами в суде. Материалы рассматриваются в Верховном суде Карелии, который направил правила аккредитации для экспертизы в правовое управление администрации главы Карелии. Ответ, полученный судьями, подтверждает правоту Союза журналистов Карелии. В заключении губернаторского правового управления прямо указывается на то, что руководство мэрии, приняв данную редакцию нормативного документа, нарушило устав города. Утверждённые мэрией правила аккредитации противоречат Конституции России, федеральному законодательству и даже собственному уставу муниципального образования, сообщается в заключении администрации главы Карелии на запрос Верховного суда РК. Более того выявлены даже внутренние противоречия правил аккредитации. После такой официальной поддержки позиции Союза журналистов Карелии Петрозаводской мэрии надо бы, не ожидаясь решения Верховного суда, самостоятельно внести изменения в принятые правила аккредитации журналистов, поскольку исход судебного процесса предсказуем. А ещё правильнее было бы не создавать препоны для работы журналистов и вообще предать забвению никому не нужные правила аккредитации журналистов, без которых Петрозаводская мэрия десятилетиями преспокойно жила. Очевидно, что влиять на освещение средствами массовой информации деятельности администрации Петрозаводска – дело незаконное и дискредитирующее городскую администрацию.

ЯНВАРЬ, 30
Виталий Гулий
По подозрению в экстремизме 30 января в аэропорту Домодедово задержан журналист Виталий Гулий, бывший заместитель полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе. Об этом сообщил адвокат задержанного. «Мой доверитель был снят в аэропорту Домодедово с самолета, следовавшего в Кишинев, а затем задержан. В ближайшее время ему должны предъявить обвинение», - цитирует адвоката агентство PrimaMedia. В. Гулию вменяют возбуждение ненависти или вражды (статья 282 УК РФ). Данная статья предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы. Уголовное дело заведено после выхода в свет книги Гулия «Подножие российского Олимпа. Штрихи к портрету современного чиновника», сообщило агентство ИА PrimaMedia. Пожалуй, это первый случай, когда за подозрение в экстремизме задерживается сотрудника такого ранга. Виталий Гулий, учитель с Сахалина, затем сотрудник районной и областной сахалинских газет, собкор «Российской газеты» по Приморскому краю и Сахалинской области, полномочный представитель Президента в Сахалинской области, сотрудник администрации Президента РФ, зам начальника управления администрации Президента, зам полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. С 1993 года работал в администрации президента РФ на должности начальника отдела, затем – заместителя начальника управления администрации президента РФ по координации деятельности полномочных представителей президента РФ в регионах; избирался народным депутатом СССР (1989-1992 годы).

ЯНВАРЬ, 30
Роман Анин
Олеся Шмагун
«Новая газета»
Басманный суд Москвы отказал в удовлетворении иска адвоката Андрея Павлова к журналистам Роману Анину и Олесе Шмагун и «Новой газете». Об этом сообщает сама газета. Павлов требовал, чтобы «Новая» и ее сотрудники уничтожили его переписку, оказавшуюся в распоряжении редакции. «На сегодняшнем заседании «Новая газета» предоставила суду исчерпывающие доказательства того, что журналисты законно добыли указанную информацию, так как письма с электронного ящика Павлова длительное время находились в открытом доступе в сети Интернет», - пишет издание. Все обеспечительные меры были сняты. В начале сентября стало известно, что суд принял обеспечительные меры в отношении издания и журналистов, запретив им публиковать переписку Павлова (см. монитор за октябрь 2016 года). Партнер адвокатского бюро «Кворум» Павлов утверждал, что его переписка была незаконно получена хакерами. Кроме того, он требовал по 2 млн рублей компенсации морального вреда с Анина и Шмагун. Адвокат настаивал, что Роман Анин и Олеся Шмагун, «известные своим участием в работе по анализу так называемых панамских файлов», собирались опубликовать расследование об уголовных делах, которые ведет Следственный департамент МВД. В основе расследование была база его личных и служебных сообщений с 2012 по 2014 годы. При этом Павлов отмечал, что журналисты просили его прокомментировать содержимое переписки. Адвокат Андрей Павлов известен в качестве участника судов по делам фирм, входящих в фонд Hermitage Capital. На сайте «Русские неприкасаемые», посвященных делу о хищении бюджетных 5,4 млрд рублей, говорится, что адвокат неоднократно путешествовал вместе со следователем Павлом Карповым. Коллеги юриста Сергея Магнитского, раскрывшего коррупционные схемы, считают Карпова ключевым организатором преступления.

ЯНВАРЬ, 30
Давид Френкель
Полиция отказалась возбуждать уголовное дело по жалобе внештатного фотографа «Коммерсанта» Давида Френкеля, в декабре заявившего о том, что его связывали и душили в отделе полиции №78 Санкт-Петербурга. Об этом сообщает «Росбалт». «Я получил ответ от Управления МВД по Центральному району Петербурга, в котором мне отказывается в возбуждении уголовного дела. Там говорится, что никаких нарушений во время моего нахождения в отделении обнаружено не было. И действия полицейских, и действия вызванных ими врачей «скорой помощи», которые меня связывали, обоснованны, так как я был якобы неадекватен, вскакивал с места и так далее. Я буду обжаловать этот ответ в прокуратуре», – рассказал Френкель корреспонденту «Росбалта». Ранее фотограф также обратился в Следственный комитет и петербургский комитет по здравоохранению, но до сих пор не получил со стороны ведомств ответов с оценкой ситуации. В воскресенье, 11 декабря, Давид Френкель снимал акцию ЛГБТ-движения на Невском проспекте. В том же месте проходил пикет НОДовцев. По словам Френкеля, один из них несколько раз ударил его. Журналист попытался обратить на это внимание стражей порядка. Но и представители НОД пожаловались полицейскому на корреспондента. В результате Френкеля увезли в ОП №78 для дачи объяснений. Там его посчитали «неадекватным» и вызвали «скорую». Врачи, по словам фотографа, стали душить его и связывать руки. Спустя два часа Френкеля отпустили, не предъявив никаких обвинений (см. монитор за декабрь 2016 года).

ЯНВАРЬ, 30
Газета для людей с ограниченными возможностями «Здравствуй»
Газета для людей с ограниченными возможностями «Здравствуй» выходит в Воронежской области с 1996 года. За эти годы издание стало близким и любимым собеседником для жителей региона, лишённых многих радостей жизни. В «Здравствуй» пишут постоянные авторы, у «Здравствуй» – подписчики, которые выписывают издание на протяжении целого ряда лет. Издание все эти годы поддерживалось государством. Из федерального и регионального бюджета газета получала субсидии, в 2016 году они составили 2,2 миллиона рублей. Но в конце прошлого года один из соучредителей издания – департамент связи и массовых коммуникаций Воронежской области – предупредил о возможном прекращении дотаций изданию на 2017 год. «Эта информация была озвучена в конце ноября, когда подписная кампания на следующее полугодие уже практически завершилась, – рассказал Политгазете.рф один из знакомых с ситуацией журналистов. – Руководитель департамента Илья Сахаров заявил о том, что финансирования издания в прежнем объёме уже не будет, а для того, чтобы выполнить обязательства перед подписчиками редакции на следующие полгода оставят субсидию по статье «Доступная среда» в размере 412 тысяч рублей. Таким образом, будет профинансирован выпуск 7 полос из имеющихся сегодня 12 страниц газеты. Руководитель департамента также предложил согласовывать с соучредителями тематику этих полос. Понятно, что выделяемых средств редакции, имеющей небольшой постоянный штат сотрудников, явно не хватит для еженедельного выпуска газеты. В связи с чем руководство издания обратилось за помощью и поддержкой к ряду ответственных лиц и депутатов. На обращение журналистов откликнулся депутат Государственной думы РФ Евгений Ревенко.

ЯНВАРЬ, 30
Онлайн-журнал Republic
Пресс-секретарь госкомпании «Роснефть» Михаил Леонтьев в очередной раз нагрубил журналистам. На этот раз его недовольство вызвали вопросы сотрудников онлайн-журнала Republic. Издание провело расследование, в ходе которого выяснило, что за три года в Россию из Венесуэлы вывезли миллиарды наличных боливаров. По данным журнала, одним из крупных покупателей боливаров в РФ могла стать госкомпания «Роснефть», которая ведет бизнес в Венесуэле. Издание связалось с пресс-секретарем компании, чтобы он прокомментировал эту информацию, однако Леонтьев не стал отвечать на вопрос. Журналистам он сказал: «Не ваше собачье дело».

ЯНВАРЬ, 31
Пьер Аффнер
В Москве вечером были задержаны активисты Ирина Яценко, Александра Расторгуева, Николай Игроков и журналист Пьер Аффнер. Как сообщает портал «ОВД-Инфо», это произошло после того, как в районе торгового центра Европейский к ним подошли сотрудники управления по противодействию экстремизму, более известного как «Центр Э». Задержанных доставили в ОВД «Дорогомиловский», откуда позднее отпустили без составления протоколов.

ЯНВАРЬ, 31
Елена Надтока
Главный редактор газеты «Частная лавочка» Елена Надтока намерена через Верховный суд РФ отменить приговор, вынесенный по уголовному делу об оскорблении экс-мэра Новочеркасска Анатолия Волкова, в котором журналистка была признана виновной. Как сообщается на сайте Центра защиты прав СМИ, соответствующее ходатайство в ВС подал адвокат Тумас Мисакян, представляющий интересы Надтоки. Решение председателя ВС по поводу ходатайства должно стать известно в течение месяца. Поводом для такого ходатайства стало решение Европейского суда по правам человека, который в прошлом году выявил в деле Надтоки нарушение 10-й статьи Европейской конвенции по правам человека и обязал российские власти выплатить журналистке почти шесть тысяч евро. Напомним, в 2004 году бывший мэр Новочеркасска Анатолий Волков подалзаявление в связи с публикацией статьи, содержащей оскорбительные характеристики, в газете «Вечерний Новочеркасск». В итоге суд признал Надтоку пособницей преступления и назначил штраф в 50 тысяч рублей. Попытки Надтоки оспорить это решение в судебных инстанциях России успеха не имели.

ЯНВАРЬ, 31
Все СМИ
Международная правозащитная организация Freedom House в своем ежегодном рейтинге мировой свободы в очередной раз отнесла Россию к категории несвободных стран. Авторы доклада отмечают, что власти РФ на фоне усиления давления на оппозицию и сужения пространства для выражения недовольства общественностью внутри страны, предпринимали активные попытки вмешательства в политику более свободных демократических странах. Так в рейтинге мировой свободы упоминается вмешательство РФ в президентские выборы в США, поддержка националистических и крайне правых политических сил в Европе, а также попытка оказать влияние на результаты конституционного референдума в Италии. «Индекс свободы», вычисляемой Freedom House для каждой страны, для России определен в 6,5 балла. Полной свободе соответствует 1, а полной несвободе – 7. Россия получила 7 баллов за «политические права» и 6,5 балла за «гражданские свободы». Годом ранее РФ получила по 6 баллов в обеих категориях. «Россия, демонстрируя потрясающее высокомерие и враждебность, вмешивалась в политические процессы в Соединенных Штатах и других демократических государствах, усилила военную поддержку диктаторского режима Башара Асада в Сирии». В 2016 году 67 страны ухудшили свое положение в рейтинге Freedom House. Лишь в 36 странах состояние свободы улучшилось. Ухудшение состояние свободы в мире Freedom House фиксирует одиннадцатый год подряд. Самыми свободными странами мира в 2015 году стали Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция. Хуже всего со свободой дела обстоят в Сирии, Эритрее, КНДР и Узбекистане.

Все новости

Архив

ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни