Результаты мониторинга
13 Января 2017 года

Результаты мониторинга ФЗГ за декабрь 2016 года

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов и блогеров – 2 (Давид Френкель, внештатный фотокорреспондент «Коммерсанта», Санкт-Петербург; Магомед Магомедов, журналист газеты «Новое дело», Махачкала).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 5 (газета «Комсомолец Брянска», Брянск; «Открытая газета», Ставрополь; ТРК «Экспресс», Пенза; сетевое издание «Пенза-Пресс», Пенза; интернет-журнал «Новый Фокус», Абакан).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 3 (Сергей Еретнов, журналист и издатель газеты «Комитет Ревизор», Республика Татарстан; Эрик Чернышев, редактор газеты «Каратош», Хакасия; Магомед Магомедов, журналист газеты «Новое дело», Махачкала).

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Юрий Глазков, обозреватель «Уральского рабочего», Екатеринбург).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 8 (Сергей Петров, внештатный журналиста телеканал «Дождь», Краснодарский край; Сергей Еретнов, журналист и издатель газеты «Комитет Ревизор», Республика Татарстан; Давид Френкель, внештатный фотокорреспондент «Коммерсанта», Санкт-Петербург; Александр Трофимов, журналист киевского центра журналистских расследований, в Москве; Магомед Магомедов, журналист газеты «Новое дело», Махачкала; Иван Воронин, корреспондент Радио Свобода, Москва; Александр Бохонов, независимый фотограф, Москва; Василий Полонский, корреспондент телеканала «Дождь», Москва).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 14на сумму 5 164 500 рублейРассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 8, удовлетворено – 3, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 500 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 24

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 5 (Юрий Подкопаев, ведущий программ «Новости.Главное» и «Служу России», Москва; Елена Летучая, ведущая программы «Ревизорро», Москва; съемочная группа ГТРК «Южный Урал», Челябинская область; Михаил Афанасьев, редактор интернет-журнала «Новый Фокус», Абакан; редакция сайта Керчь.ФМ, Крым).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 5 (газета «Комсомолец Брянска», Брянск, 5 раз).

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 2 (газета «Приполярье», Карелия; информационное агентство «Актуально», Свердловская область).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Красная строка», Орел).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 2 (сайт Роскомнадзора, Москва; сайт «БлогСочи», Краснодарский край).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (компьютер Эрика Чернышева, редактора газеты «Каратош», Хакасия).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 37

ДЕКАБРЬ, 1
Все СМИ
Пресс-секретарь петербургского ЗакСа Елена Тимошенко отказала журналистам во входе на благотворительный аукцион, организованный при поддержке городского парламента, в пользу постройки храма Ксении Блаженной на Лахтинской улице. Как сообщает «Фонтанка.Ру», сотрудник Мариинского дворца заявила, что прием закрыт для прессы. При этом, по сведениям издания, на аукционе присутствуют спикер ЗакСа Вячеслав Макаров, а также несколько десятков депутатов и чиновников. Напомним, церковь Ксении Блаженной строится уже несколько лет на Лахтинской улице в Петроградском районе. Год назад после освящения куполов храма с дома напротив церкви была сбита фигура Мефистофеля. Горельеф до сих пор не восстановлен. Следует также отметить, что ранее комиссия по городскому хозяйству Законодательного собрания Петербурга предложила урегулировать правовой статус экспертов рабочих органов городского парламента. В частности, предлагается ограничить общение экспертов с прессой, а также ввести санкции за некорректные высказывания.

ДЕКАБРЬ, 1
СМИ Ленинградской области
Незваными гостями на чужом празднике жизни показались сами себе журналисты, имевшие намерение осветить внеочередное заседание совета депутатов Всеволожска (Ленинградская область). Незадолго до мероприятия СМИ известили, что на заседание, где будет обсуждаться передача полномочий администрации города Всеволожска на муниципальный уровень, приедет губернатор региона. В письме был указан номер для аккредитации и обещан трансфер от здания правительства Ленобласти. Однако на само заседание прессу не пустили – оно прошло в закрытом режиме, а традиционный пресс-подход губернатора не проводился. Руководитель пресс-службы губернатора Екатерина Путронен на вопрос журналистов, зачем их приглашали, ответила, что прессу, в общем-то, и не звали. «Мы вас на мероприятие не приглашали. Мы рассылали анонс, в котором сообщали, что в заседании совета депутатов Всеволожска примет участие губернатор Ленобласти. А на решения муниципальных властей мы, как известно, не влияем», - цитирует Путронен интернет-издание 47news.

ДЕКАБРЬ, 2
Портал «Брянск Today»
Продолжается судебный спор по делу ООО «Фазис-Брянск» против «БрянскToday». Напомним, что в октябре Брянский арбитражный суд удовлетворил в полном объеме иск фирмы к сайту. Судья Екатерина Прокопенко вынесла решение о взыскании рекордного в истории брянских СМИ штрафа в 2,2 млн. рублей. В такую сумму торгующая топливом фирма, которая имеет проблемы с уплатой налогов, оценила свою упущенную выгоду (см. монитор за октябрь 2016 года). На принятие решения повлияла более чем странная экспертиза доцента БГУ Татьяны Распоповой. К слову, адвокат ООО «Фазис-Брянск» Марина Коломоец, как считают наши эксперты и юристы, при подготовке искового заявления допустила несколько ошибок. На эти моменты журналисты указали в апелляционной жалобе, которую теперь будут рассматривать в Туле. Жалоба и ходатайство поступили в 20-й арбитражный апелляционный суд.

ДЕКАБРЬ, 2
Сайту The New Times
Роскомнадзор вынес предупреждение редакции и учредителю сетевого издания newtimes.ru, сообщается на сайте ведомства. Из опубликованного Роскомнадзором предупреждения следует, что его поводом стало наличие нецензурной брани в материале «Чувства есть у всех и каждый сам за них в ответе», опубликованном на сайте. Роскомнадзор требует немедленно отредактировать материал и в срок не позднее десяти дней с момента получения предупреждения сообщить об этом в регистрирующий орган. Главный редактор The New Times Евгения Альбац сказала, что пока не видела предупреждения Роскомнадзора и узнала о нем от корреспондента РБК. «Обязательно сейчас приедет адвокат в редакцию, и мы разберемся», - сказала она РБК. В статье содержалось слово, которое однозначно экспертами относится к нецензурной брани, рассказал РБК официальный представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский. «Попытка его маскировки была такая, что в слове была пропущена всего одна буква. И однозначно слово прочитывалось. Мы много раз говорили, что такая маскировка нецензурной брани недопустима. Поэтому мы последовательно в таких случаях выносим предупреждения», - сказал он РБК. Ампелонский уточнил, что, в случае если редакция получает два предупреждения в течение 12 месяцев, Роскомнадзор имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении действия свидетельства о регистрации СМИ. Представитель ведомства отметил, что предупреждение newtimes.ru нельзя считать вторым предупреждением изданию.

ДЕКАБРЬ, 2
Сергей Петров
Сотрудники частного охранного предприятия задержали внештатного журналиста телеканала «Дождь» Сергея Петрова в районе поселка Кабардинка Краснодарского края. Как сообщает канал со ссылкой на жену Петрова Ирину Коваленко, вместе с ним были задержаны эколог Дмитрий Шевченко и несколько активистов «Экологической вахты по Северному Кавказу». В поселок журналист отправился вместе с активистами «Экологической вахты по Северному Кавказу». Как уверяют активисты, в Кабардинке они обнаружили дачу бизнесмена Евгения Пригожина, который прослыл в СМИ как «личный повар» президента Владимира Путина. В пятницу, 2 декабря, журналист и несколько активистов перестали выходить на связь. Об их задержании телеканалу сообщили вечером. Жена Петрова рассказала, что сотрудники ЧОП начали стирать информацию с флеш-накопителей активистов. По словам Коваленко, журналисты и экологи не проникали за периметр забора предполагаемой дачи бизнесмена: их задержали на территории лесничества. В МВД по Краснодарскому краю каналу сообщили, что полиция выехала в поселок, чтобы разобраться в происходящем. Задержанных доставили в отделение полиции, позднее все они были отпущены.

ДЕКАБРЬ, 3
Сергей Еретнов
Правозащитный центр «Мемориал» признал журналиста из Набережных Челнов (Республика Татарстан) издателя газеты «Комитет Ревизор» Сергея Еретнова политзаключенным. Как указано на сайте «Мемориала», он был осужден в июле 2016 года по статье «Пособничество в незаконных организации и проведении азартных игр, совершенных организованной группой». Организация отмечает, что Еретнов был также известным в Набережных Челнах оппозиционным политиком и постоянно обвинял представителей власти в коррупции. Его имя появилось в «игорном деле» перед выборами в Госсовет Татарстана в 2014 году - значительно позже возбуждения самого дела и ареста других фигурантов. «Мемориал» полагает, что суд признал Еретнова виновным только в том, что он якобы один раз оказал риелторские услуги, помогая организаторам игорного бизнеса в долгосрочной аренде помещения. Лишение свободы за то, что «обвиняемый свел арендодателя недвижимости с арендатором» организация называет «абсурдным» при том условии, что обвинение не доказало, что Еретнов достоверно знал об использовании помещения в незаконных целях. В итоге он был приговорен к трем годам лишения свободы и штрафу в 200 тысяч рублей. «По мнению самого Еретнова, его сторонников и ряда журналистов, уголовное преследование связано с тем, что он планировал участвовать в выборах и был серьезным кандидатом на победу на них. Чтобы помешать ему, его привлекли к уголовной ответственности. По оценке местных оппозиционеров, Еретнов являлся потенциально самым сильным оппозиционным кандидатом по Автозаводскому избирательному округу, против которого активно работал административный ресурс и применялись «черные» политтехнологии, например выдвижение сразу двух «двойников». После ареста Еретнова избирательная комиссия отказала ему в регистрации», - считает «Мемориал». Организация считает, что «в этом случае есть неустранимые сомнения в виновности Сергея Еретнова, которые, согласно Конституции Российской Федерации, должны толковаться в пользу обвиняемого».

ДЕКАБРЬ, 3
Юрий Подкопаев
Ведущий программ «Новости.Главное» и «Служу России» на телеканале «Звезда» Юрий Подкопаев получил письмо с угрозами убийством. Агрессивное послание Подкопаев озвучил в эфире, показав при этом изображение самого электронного письма. «Подохни, мразь, ты и твоя страна "***Раша!" На ремни тебя, с***, резать нужно и солью пересыпать, что и сделаем, время придет, и скоро!» – говорится в сообщении, которое пришло Юрию Подкопаеву на электронную почту.

ДЕКАБРЬ, 5
«Новая газета Кубани»
Судебная коллегия отменила решение суда об удовлетворении иска главы местного поселения Краснодарского края. Редакция «Новой газеты Кубани» обратилась в за помощью в Центр защиты прав СМИ после того, как получила иск от главы Южно-Кубанского сельского поселения Краснодарского края Андрея Сивоконя с требованием опровергнуть якобы недостоверные сведения и выплатить компенсацию морального вреда в размере 1 млн.руб. Представителем ответчиков в суде выступала юрист Центра защиты прав СМИ Екатерина Шмыгина. Поводом для иска стала публикация под названием «Сивоконь на воеводстве», опубликованная в печатной и электронной версии «Новой газета Кубани» в сентябре 2015 года. В качестве ответчиков выступали редакция «Новой газеты Кубани» и один из источников информации – предприниматель Елена Чичерина. Спорная публикация была посвящена земельным спорам между собственниками земельных участков общим размером 19 гектар в окрестностях поселка Южного во главе с местной предпринимательницей Еленой Чичериной и администрацией этого сельского поселения во главе с его главой Андреем Сивоконем. В публикации говорилось о том, что администрация не выдаёт Чичериной разрешения на строительство домов, несмотря на то, что все земельные участки поставлены на кадастровый учет, а у некоторых из них есть собственники. Чичерина сообщила изданию, что лично глава Андрей Сивоконь потребовал от неё включить в проект планировки территории ее участка детский садик на 250 мест и школу на 550 мест. Впоследствии эти требования были признаны незаконными в судебном порядке. «Указанная статья содержит негативные высказывания и сведения, не соответствующие действительности, вызывающие отрицательное отношение к деятельности администрации и порочащие честь и достоинство Сивоконя А.А.», - отметил истец в своём исковом заявлении. Практически на каждом заседании ответчиками было представлено множество доказательств соответствия спорных сведений действительности, а именно: письменные доказательства, аудиозапись разговора журналиста с истцом, многочисленные показания свидетелей. Однако в июле 2016 года Советский районный суд Краснодара частично удовлетворил исковые требования. Все фразы, выделенные истцом, были признаны диффамационными: редакцию обязали опубликовать их опровержение, а с ответчиков солидарно взыскали компенсацию морального вреда 3 тыс. рублей. Ответчиками была подана апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции. «Ни одна из спорных фраз не отвечала необходимым признакам диффамации: часть сведений не сообщала непосредственно о действиях или личности истца, часть сведений не носила порочащего характера, а часть являлось оценкой», - рассказывает юрист Центра защиты прав СМИ Екатерина Шмыгина, подчёркивая, что в целом вся публикация строилась на подтверждённой доказательствами информации. 1 декабря судебная коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда полностью отменила решение суда первой инстанции и приняла новое решение, в котором в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме.

ДЕКАБРЬ, 5
Портал Sakh.com
В Южно-Сахалинске учреждение культуры отказало в информации, сославшись на тайну. Информационному порталу Sakh.com стало известно, что заместитель директора «Кинодосугового объединения» была неоднократно судима. В ведении этого учреждения - государственные кинотеатры Сахалинской области, организация кинофестиваля «Край света», проведение общественных массовых мероприятий, в том числе с участием детей. Имеет ли право человек, пусть даже с погашенной судимостью, работать в учреждении культуры? – такова была суть запроса информации директору объединения Владимиру Кичаеву. Как видите, никаких тайн – ни государственных, ни коммерческих - этот запрос не касался. Но в своем ответе редакции директор объединения сослался именно на тайну, на пункт первый статьи 40 Закона «О СМИ». И своей отпиской именно этот пункт данной статьи грубо и нарушил, не объяснив СМИ «причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну». Sakh.com сделал информационный запрос и учредителю объединения - министерству культуры Сахалинской области. Видимо, информация о судимости руководящего кадра там стала новостью, во всяком случае, по запросу редакции министерство сейчас проводит проверку.

ДЕКАБРЬ, 5
Издательство «Молот»
Газета «Наше время»
Росимущество провело торги, не оговорив в конкурсной документации никаких ограничений по дальнейшему использованию здания и оборудования типографии «Молот», а также дома по Буденновскому проспекту в самом центре Ростова-на-Дону, где уже 70 лет располагаются редакции областных газет. Предприниматель Татьяна Шишкина, купившая издательство, пока не раскрывает своих бизнес-планов. «Я ещё сама не сформулировала, что мне нужно. Всё станет понятно после Нового года», - сказала она журналистам. Издательство «Молот» печатает газеты уже 94 года. Сейчас ежедневный тираж пятидесяти центральных, областных, городских, районных и ведомственных газет, выпускаемых здесь, составляет 346,9 тыс. экземпляров (в перерасчёте на 4 полосы формата А2). Доля «Молота» на рынке полиграфических услуг Ростовской области составляет 40%. В январе 2005 года издательство в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений РФ было приватизировано путем реорганизации в открытое акционерное общество с передачей 100% акций в федеральную собственность. Функции единоличного исполнительного органа были возложены на управляющую организацию - ЗАО «Российские газеты». Под управлением этого ЗАО в 2015 году издательство «Молот» получило 516 тыс. рублей чистой прибыли (по итогам 2014 года по этим же показателям оно было в минусе). При таких доходах главного производственного подразделения - газетного цеха - вложенные предпринимательницей в эту сделку 447 млн. рублей окупятся не скоро, поэтому так трудно предугадать её дальнейшие действия. Возможно, новому владельцу удастся сделать газетную печать более эффективным, а, значит, и более доходным бизнесом? Ведь все конкуренты «Молота» на рынке типографских услуг Ростовской области - частные компании и живут, как говорится, исключительно «на свои», заработанные. Но новый собственник может найти и более выгодные варианты использования своих новых активов. И тогда ликвидация крупнейшего издательства неизбежно повлечёт увеличение стоимости услуг других типографий, которые сегодня вынуждены учитывать цены в прайс-листах «Молота». А от повышения типографских расценок больше всех страдают независимые издания. Для областных и муниципальных газет ростовские власти создали преференции: газеты, внесенные в областной реестр (туда попадают издания, учрежденные органами власти – от районных администраций до областной) получают из областного бюджета субсидии: от 70 до 90% затрат на приобретение газетной бумаги, типографские расходы, доставку тиражей. Ещё больше вопросов вызывает судьба здания на Буденновском,37, где почти 70 лет работали редакции областных газет «Молот» и «Наше время» (бывший «Комсомолец»). Редакция «Молота» заблаговременно поменяла дислокацию - переехала в другой офис, благо правительство области выделило своей газете в текущем году 57 млн. рублей. А вот «Наше время» по-прежнему занимает второй этаж теперь уже исторического здания (оно и строилось - то специально для издательства и редакций) на Буденновском проспекте. Место это козырное, соответственно, и каждый метр площади по законам рыночной экономики стоит больших денег, которые имеются только у «крутых» арендаторов. Самое же печальное, что этот четырёхэтажный дом должен по праву принадлежать Союзу журналистов. В начале девяностых годов СЖР купил это здание для Ростовского отделения Союза журналистов России. Однако тогдашнему представителю Президента РФ в Ростовской области Владимиру Зубкову удалось отобрать у журналистов их собственность: времена тогда были такие - смутные, беззаконные. Здание вернулось издательству и вот теперь оно продано предпринимательнице, владеющей крупным торговым центром «Мир ремонта», частным роддомом и участком земли на западной окраине Ростова, где идёт интенсивное строительство жилых микрорайонов. Семь гектаров городской земли - лакомый кусочек для любого бизнеса и, конечно, Татьяна Шишкина знает, для чего она его купила. Осталось только дождаться, когда она это «сформулирует». Возможно, госпожа Шишкина просто решила отложить объявление вердикта до окончания новогодних праздников? Причём чисто из гуманных соображений - всё-таки в издательстве «Молот» работает 130 человек, и у каждого семья, дети...

ДЕКАБРЬ, 6
Все СМИ
В Нальчике (Кабардино-Балкария) предприниматели бьют тревогу по поводу того, что местные власти не хотят продлевать договоры на установку газетных киосков. По информации 07kbr.ru, собственники 4 газетных киосков, расположенных в центре Нальчика, попросили у правозащитников помощи. По их словам, городские власти пытаются по каким-то причинам «задушить» их бизнес. Петрос Осипян, чей ларек стоит на углу Толстого-Ленина рассказал: «В понедельник меня предупредили, чтобы я убрал киоск, а в среду пришли и отключили свет. Предлог - якобы киоск загораживает обзор для машин». Предприниматель обратился в прокуратуру. Он предложил перенести киоск в другое место, но в администрации отказались это делать. «У предпринимателей есть соглашения на установку газетных киосков, действующие до конца года. В документе есть пункт, что киоски – не капитальные строения. Потому власти города оставляют за собой право в одностороннем порядке расторгнуть договор», - сообщил руководитель управления потребительского рынка администрации Нальчика Мурат Кушхов.

ДЕКАБРЬ, 6-7
СМИ Пермского края
Арбитражный суд Пермского края оставил без движения иск ООО «АктивМедиа» к региональному отделению партии «Справедливая Россия». Подконтрольный депутату Госдумы РФ Дмитрию Скриванову медиахолдинг не оплатил госпошлину в 28 068 рублей, чтобы требовать от эсеров погашения долга в 1 506 756 рублей 92 копейки. Такая уже участь постигла иск ООО «КП-Прикамье», которое находится в доверительном управлении ООО «АктивМедиа» - здесь также не оплачены госпошлина в 4 153 рубля на взыскание долга и госпошлина в 3 000 рублей для принятия обеспечительных мер. Поэтому этот иск медиа-компании оставлен без движения. Сумма задолженности «Справедливой России» оценивается газетчиками в 105 085 рублей 71 копейку. Обеим компаниям-заявителям предложено в срок до 10 и 11 января 2017 года устранить недостатки. В противном случае исковые заявления будут возвращены без рассмотрения. Кроме того, подконтрольное единороссу Д. Скриванову ООО «АктивМедиа» попыталось взыскать с Пермского краевого отделения КПРФ долг в 212 776 рублей 40 копеек. Но госпошлина в 7 256 рублей не была уплачена – и арбитражный суд оставил заявление к коммунистам без движения до 9 января.

ДЕКАБРЬ, 7
Марк Безыменный
Владимир Серенко
Нападение на журналистов телеканала Life, совершенное 12 ноября в Москве, не было связано с их профессиональной деятельностью. Об этом говорится в ответе председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина на запрос, направленный ранее Госдумой в СК. «В настоящее время достоверно установлено, что преступление не связано с профессиональной деятельностью М. В. Безыменного и В. В. Серенко», - говорится в документе, копия которого имеется в распоряжении ТАСС. «Расследование уголовного дела продолжается, его ход контролируется», - отмечается в документе. Аналогичная позиция выражена и в ответе генерального прокурора РФ Юрия Чайки, который также поступил в нижнюю палату парламента РФ. «Доказательств, подтверждающих нанесение телесных повреждений сотрудникам телеканала Life в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности, на данном этапе расследования не получено», - подчеркивается в документе. В документе СК отмечается также, что особое внимание уделяется оперативному и качественному расследованию уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении представителей журналистского сообщества, в том числе при осуществлении ими своей профессиональной деятельности. «В центральном аппарате СК регулярно осуществляется мониторинг СМИ с целью выявления случаев совершения нападений на журналистов, своевременно организуется проведение процессуальных проверок, изучается обоснованность принимаемых по ним решений», - сказано в ответе председателя СК. По данным СМИ, неизвестные, представившиеся сотрудниками уголовного розыска, напали на журналистов телеканала Life около дома 18 на Киевской улице. В результате у сотрудника телеканала Марка Безыменного выбит зуб, он получил несколько серьезных травм головы, у его коллеги Владимира Серенко - закрытая черепно-мозговая травма и перелом лицевой кости. В ночь на 13 ноября оперативники московской полиции задержали одного из подозреваемых. Позднее появилась информацию о задержании еще четырех человек. Следственный комитет возбудил уголовное дело об умышленном причинении вреда здоровью по факту избиения журналистов (см. монитор за ноябрь 2016 года).

ДЕКАБРЬ, 7
Лариса Огородникова
В Пермском крае глава Октябрьского района Георгий Поезжаев отменил свое решение об увольнении главреда районной газеты «Вперед». С 8 декабря Огородникова вновь возглавит редакцию издания. Претензий к Ларисе Огородниковой у учредителей газеты «Вперед» больше нет, инцидент исчерпан, сообщают информированные источники, близкие к главе района. Напомним, в конце ноября Лариса Огородникова распоряжением главы Октябрьского района была уволена с должности газеты «Вперед». Ей были предъявлены претензии по итогам ревизии финансово-хозяйственной деятельности издания (см. монитор за ноябрь 2016 года). По словам председателя пермского регионального отделения Союза журналистов России Игоря Лобанова, отмена решения об увольнении главного редактора стала возможна благодаря открытой и гласной позиции всего журналистского сообщества Прикамья и поддержке общественных организаций региона. Сама Лариса Огородникова сообщила, что 7 декабря в 8:30 утра глава района Георгий Поезжаев пригласил её на разговор. Чиновник сообщил об отмене своего распоряжения об её увольнении. «Только кто лишался работы, может понять, какими для меня были эти две недели. Извинений, понятное дело, никто не принес», - рассказала Огородникова.

ДЕКАБРЬ, 7
Интернет-издание «Медуза»
Депутат Государственной думы от партии «Единая Россия» Виталий Милонов просит проверить интернет-издание «Медуза» на наличие публикаций, пропагандирующих экстремизм и терроризм. Соответствующее обращение парламентарий направил в Генеральную прокуратуру России. Как сообщает «Медуза», поводом для этого послужила статья журналиста Ильи Азара «Когда вернетесь, мы вас убьем». В публикации речь идет о сотнях чеченцев, которые находятся в Бресте и пытаются бежать в Польшу. В тексте есть монологи людей, столкнувшихся с преследованиями со стороны чеченских властей. О запросе единоросса в Генпрокуратуру сообщил Life. Помощник народного избранница Илья Евстигнеев подтвердил «Медузе», что такой запрос подан. В Генпрокуратуре же отметили, что запрос не зарегистрирован. Это связано с тем, что регистрация обращений происходит в течение трех дней. По мнению единоросса, материал «Медузы» является провокацией, нацеленной на подрыв единства России и поощрение террористов. Как полагает парламентарий, Азар в своей статье оправдывает действия незаконных вооруженных формирований и создает положительный образ террористов, очерняя в то же время сотрудников правоохранительных органов. «Несмотря на все потуги, у Азара и его хозяина не получается раскачать лодку межнациональной конфронтации. В репортаже они взяли откровенных уголовников, которые врут, и выдали их за неких беженцев», - заявил депутат в комментарии Life.

ДЕКАБРЬ, 7
Travel.ru
Юрия Плохотниченко
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти возвратил ОАО «Авиакомпания «Победа» заявление о взыскании с ресурса Travel.ru и журналиста Юрия Плохотниченко 2 миллионов рублей компенсации «за вред, причиненный распространением ложных сведений», говорится в определении суда. Арбитраж 17 октября оставил это заявление без движения в связи с тем, что не представлены доказательства соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, а также не полностью уплачена госпошлина. Однако в установленный судом срок заявитель не устранил обстоятельства, послужившие основанием для оставления иска без движения, отметил арбитраж. Ранее Арбитражный суд Москвы зарегистрировал заявление авиакомпании «Победа» о взыскании с ЗАО «ИД «Новая газета» 2 миллионов рублей (см. монитор за октябрь 2016 года). В качестве соответчика по иску проходит Анастасия Егорова. На сайте «Новой газеты» есть статья Егоровой под заголовком: «Квест «Победа». Игра для людей с крепкой нервной системой, приключение для группы до 186 человек. Инструкция по прохождению». В ней, в частности, указано - «вы будете постоянно сталкиваться с нарушением ваших прав, у вас нет выбора - вы выбрали авиакомпанию «Победа»». Авиакомпания «Победа» была образована 16 сентября 2014 года вместо попавшего под санкции ЕС «Добролета». По итогам 2015 года авиакомпания обслужила 3,09 миллиона пассажиров. По данным Росавиации, по этому показателю перевозчик занял седьмое место в гражданской авиации РФ.

ДЕКАБРЬ, 7
Журналисты государственных средств массовой информации
Министерство связи и массовых коммуникаций России предлагает запретить бастовать журналистам государственных средств массовой информации, а также почтальонам. Как передает RNS, это следует из проекта приказа «Об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях (филиалах, представительствах) в сфере информационных технологий, электросвязи, почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации», который разработан Минкомсвязью. В число минимума необходимых услуг, которые должны предоставляться во время забастовок в медийных организациях, предлагается включить «работы по обеспечению выпуска государственных печатных средств массовой информации и сетевых изданий, ежедневных информационных телепередач, непрерывной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов». Вне зависимости от забастовок Роскомнадзор должен вести реестр запрещенных сайтов и по требованию Генеральной прокуратуры ограничивать доступ к ресурсам, содержащим экстремистский контент, призывы к массовым беспорядкам и несогласованным митингам. Кроме того, Минкомсвязь предлагает обеспечить вне зависимости от забастовок «выполнение полного цикла работ персонала» по доставке почты, пенсий, социальных пособий, уведомлений от различных органов власти, а также работу пунктов коллективного доступа в интернет. В период забастовок предлагается не прерывать информирование об угрозах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вследствие военных действий. Наконец, предлагается круглосуточно обеспечивать возможность вызова экстренных служб.

ДЕКАБРЬ, 7
Николай Семена
В Крыму предъявили обвинение в призывах к экстремизму журналисту Николаю Семене, сотрудничавшему с интернет-проектом «Крым.Реалии» (подразделение Радио Свобода). Об этом сообщили его адвокаты. «Сегодня было предъявлено обвинение Николаю Семене в окончательной редакции и заявлены ряд ходатайств защитой», - написал защитник Эмиль Курбединов 7 декабря, на своей странице в Facebook. По его словам, с четверга начнется ознакомление с материалами уголовного дела. «Это примерно шесть томов», - уточнил он. «Побывали с Николаем Семеной в спецслужбе. Предъявили обвинение», - написал в соцсети другой адвокат, Андрей Сабинин, и выложил совместное фото с журналистом. Как отметил Сабинин, защита заявила «три больших ходатайства», но следователь «сказал, что откажет» в их удовлетворении. Крымское управление ФСБ весной возбудило в отношении Семены дело по ч. 2 ст. 280.1 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, совершенные с использованием СМИ или интернета»). Причиной для уголовного преследования стала статья журналиста под названием «Блокада - необходимый первый шаг к освобождению Крыма». «Автор публикации сделал высказывания, призывающие к проведению в отношении полуострова и его жителей изоляционных мероприятий, включающих боевые операции», - говорилось в заявлении прокуратуры Крыма. Журналисту была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Проект «Крым.Реалии» представляет собой крымское отделение украинского филиала Радио «Свобода. Ранее журналист работал на украинские издания «День» и «Зеркало недели», а также был корреспондентом московской газеты «Известия».

ДЕКАБРЬ, 7
Газета «Комсомолец Брянска»
В Брянске предпринимаются попытки ликвидировать независимое печатное издание – газету «Комсомолец Брянска». Данная газета издается пятнадцать лет. Критически оценивала действия губернаторов Брянской области Ю. Лодкина и Н. Денина. Такую же редакционную политику газета продолжила и в отношении губернатора А. Богомаза. Однако, по информации редактора этой газеты В. Панихина, он приглашался в губернаторский кабинет, где высшее должностное лицо региона пыталось оказать на него давление. Несмотря на это, газета продолжила критические публикации. В этой связи, как утверждает В. Панихин, давление на газету только усилилось. Фактически по отношению к газете была предпринята попытка установления цензуры. Ещё до выхода отдельных номеров газеты из печати её содержание в электронном виде пересылалось из областного полиграфического объединения в правительство Брянской области. С начала 2016 года у газеты появились серьезные проблемы с распространением. В нарушение статьи 25 Закона РФ «О средствах массовой информации» и действующего договора на распространение, была прекращена реализация газеты через киоски ОАО «Брянсксоюзпечать». Этим давление не закончилось, и для редакции начались самые настоящие мытарства с выпуском издания. ГУП «Брянское полиграфическое объединение» разорвало договор на печатание газеты. В этой связи редакция вынуждена была начать печатать газету в Орле. Но и туда дотянулась рука губернаторских «опричников». После чего газета стала печататься в Смоленской области, но и там её постигла та же участь. С марта 2016 года газета «Комсомолец Брянска» вынужденно печатается в Московской области и с большими трудностями доставляется на Брянщину. Обо всех действиях чиновников, пытающихся задушить независимую газету, журналисты рассказывают в рубрике «Хроника борьбы за свободу слова: «Богомаз против «Комсомольца Брянска». В частности, в этой публикации со ссылкой на сотрудников «Брянсксоюзпечати» сообщается, что брянская власть давала обещания положительно решить вопросы по размещению киосков «Союзпечати» в обмен на прекращение распространения газеты «Комсомолец Брянска». Этот факт носит явно противоправный характер и требует оценки со стороны соответствующих органов.

ДЕКАБРЬ, 7
Сергей Кустов
Заместитель губернатора Ивановской области Виталий Ильюшкин обратился в правоохранительные органы с требованием возбудить еще одно уголовное дело против главного редактора телеканала «Барс» Сергея Кустова. Ильюшкин считает, что в программе «Губерния. Итоги» в отношении него была распространена клевета, то есть заведомо ложные сведения. В частности, Ильюшкин считает клеветой мнение о том, что он, будучи госслужащим, лоббирует интересы коммерческих структур. При этом обнародование скрытой аудиозаписи без его согласия Ильюшкин считает нарушением неприкосновенности его частной жизни, фактически признавая наличие такого разговора. Ильюшкин ранее уже требовал провести проверку и возбудить уголовное дело по статье «Клевета» против корреспондентов телеканала, считая, что заведомо ложные сведения содержатся в репортаже «Охота на редактора «Барса». Однако в этом ему было отказано.

ДЕКАБРЬ, 7
Сергей Кустов
По заявлению заместителя губернатора Ивановской области Виталия Ильюшкина против Сергея Кустова 10 августа 2016 года было возбуждено уголовное дело по статье «Коммерческий подкуп». Главный редактор «Барса» был задержан при получении от Ильюшкина 4 миллионов рублей «за создание позитивного имиджа» и заключен под стражу. 15 августа решением суда мера пресечения была заменена на домашний арест, с 10 октября суд изменил меру пресечения на залог. Обвинение настаивает на том, что Кустов получил деньги с использованием вымогательства лично для себя, сторона защиты - что средства предназначались для медиагруппы «Барс», о чем было известно всем, включая совет директоров, что ни подкупом, ни вымогательством не является.

ДЕКАБРЬ, 7
Юрий Глазков
Обозреватель «Уральского рабочего» Юрий Глазков попал в немилость у своих работодателей после того, как выразил недовольство проектом строительства храма Святой Екатерины в акватории городского пруда в Екатеринбурге. Журналист участвовал в организации общественного обсуждения проекта в Доме писателя, после чего руководство издания объявило, что его должность сокращается. «Меня отстранили от возможности что-либо публиковать и предложили писать заявление по собственному желанию, на что я ответил отказом, - рассказал Глазков информагентству «URA.Ru». - Позже мне официально вручили уведомление о том, что моя должность сокращается 7 февраля. Именно она оказалась в штате лишней. Это происходит из-за моей общественной деятельности в свободное от работы время, которая не устраивает неких лиц». По словам журналиста, про храм он вообще не пытался писать, так как ему сразу было заявлено, что это не попадет в газету никогда. «Сейчас я продолжаю сидеть на рабочем месте и заниматься чем попало. Уже был снят мой материал, не имеющий отношения к храму. Заявили, что мои тексты не будут печататься. Естественно, я не буду получать гонораров, которые составляют значительную часть заработка», - пояснил Глазков, добавив, что начальство игнорирует его вопросы, и он уже обратился через приемную к генеральному директору холдинга. Главный редактор газеты Лев Кощеев признался корреспонденту «URA.Ru», что не был в курсе ситуации: «Честно говоря, об этом в первый раз слышу. Ко мне он не обращался по этому вопросу. У нас тексты не проходят в печать у очень многих журналистов по самым разным профессиональным причинам: места не нашлось или текст не удовлетворяет каким-то правилам издания, но чтобы кого-то лишали права публиковаться из-за его общественной позиции, такого у нас не водится». Председатель свердловского отделения Союза журналистов Александр Левин заявил, что региональная организация будет разбираться в этой ситуации. Глазкову готов помочь и председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов. ФЗГ будет следить за развитием событий.

ДЕКАБРЬ, 7
ОТВ
Федеральный телеканал РЕН-ТВ на основе видео «ОТВ Южного Урала» о новогодних игрушках, выброшенных чиновниками на помойку, 6 декабря выпустил в эфир сюжет. О том, как изготовленные детьми для конкурса елочные игрушки безжалостно выкинули на помойку, хотя конкурс был приурочен к чемпионату России по фигурному катанию. В красках РЕН-ТВ рассказало: «Больше трех тысяч детей ночей не спали, работая над елочными игрушками, которыми должны были украсить город к соревнованиям. Победителей выявили, призы раздали. А потом все работы попросту выбросили на помойку. Причем часть из них сами дети нашли и даже опознали». Разразился скандал. Критический сюжет на федеральном телеканале всегда неблагоприятно влияет на имидж области, а значит, и первых лиц. Руководству ОТВ немедленно было сделано серьезное внушение. Важно отметить, что ОТВ контролируется администрацией Челябинской области, за взаимодействие со СМИ отвечает заместитель губернатора Вадим Евдокимов. Тем временем РЕН-ТВ сделало продолжение: «Челябинских журналистов лишают работы за репортаж о том, как детские конкурсные игрушки оказались на свалке». Федералы вновь рассказали о нелицеприятном факте, негативно влияющем на имидж области, а значит и первых лиц. Факт, что чиновники сделали крайними в скандальной ситуации рядовых журналистов, вылез наружу. А то, что они это сделали, даже не подлежит сомнению. Журналистам ясно дали понять, что их за подобную «дискредитацию» области, на самом деле за рассказ о действиях глупых чиновников, выбросивших игрушки на помойку, уволят без выходного пособия. «Более того, теперь еще и семьям журналистов поступают угрозы, - утверждают на федеральном канале. – И, несмотря на обещание администрации разобраться и наказать виновных, то есть организаторов конкурса, никого не уволили и увольнять не собираются. Зато работы лишились две журналистки. Одна брала интервью, другая отвечала за коммуникацию с продюсерами РЕН ТВ». ОТВ – предприятие государственное. И уволить отсюда без веской причины нельзя. Но руководство выход нашло: у сотрудников как раз истекают договоры, и продлевать их никто не будет. В РФ практика увольнения журналистов за шаг вправо, шаг влево, нарушение самоцензуры, правил выпускающего редактора, владельца СМИ, - на частных или госканалах - далеко не редкость. Либо ты миришься с этой цензурой, либо, если нарушаешь, молча, без медийных скандалов и обращений уходишь в никуда. В Челябинской области ситуация с цензурой в СМИ, подконтрольным властям, очень жесткая. По-тихому, после Нового года, когда утихнет весь этот шум, журналисток все равно уволят. Просто такова реальность. Уже, кстати, из плейлиста ОТВ исчез сюжет о выброшенных чиновниками игрушках. Или он там даже и не появлялся?

ДЕКАБРЬ, 8
Интернет-издание БК 55
Куйбышевский райсуд Омска признал не соответствующими действительности сведения, опубликованные интернет-изданием БК 55, анонимные «источники» которого утверждали, что лидер омских коммунистов, депутат Госдумы Александр Кравец получил взятку от руководства регионального отделения «Единой России»» в размере 25 млн. рублей – такая сумма была заплачена, по сведениям «инсайдера», за поражение на прошедших выборах в ГД выдвиженца КПРФ Олега Денисенко его главному сопернику в одномандатном округе - «единороссу» Андрею Голушко (см. монитор за октябрь 2016 года). Никаких доказательств, хотя бы косвенно подтверждающих «инсайдерскую информацию», в оспариваемой публикации не приведено. Не прозвучали они и в зале судебного заседания. Ущерб, причиненный его репутации, истец оценил в 1 млн. рублей. Суд полностью признал его правоту, но снизил сумму ущерба до 30 тыс. руб. Вспоминается судебный процесс 11-летней давности по иску тогдашнего губернатора Леонида Полежаева к газете «Ваш ореол», напечатавшей заметку в несколько десятков строк о подарке, преподнесенном ему на открытии «моста тысячелетия» (так называли в то время в региональных СМИ метромост) – его «золотой макет, инкрустированный бриллиантами», стоил, по данным издания, примерно 500 тыс. рублей. Тогда у ответчиков тоже не было доказательств. Суд оценил моральные страдания главы Омской области в 300 тыс. руб. Если пересчитать эту сумму по нынешнему курсу рубля, она увеличится в 5 с лишним раз. Таким образом, соотношение моральных страданий губернатора и депутата Госдумы РФ от не правящей партии по схожему поводу (хотя у А. Кравца, безусловно, по всем параметрам повод весомее), на весах районной Фемиды составляет приблизительно 50 к 1. Как сказал истец сайту СуперОмск, он доволен судебным решением – для него в этом процессе гораздо важнее компенсации опровержение.

ДЕКАБРЬ, 8
Газета «Приполярье»
В Карелии газета «Приполярье», учреждённая в январе 1934 года (вначале она называлась «Красной Кестеньгой», затем «Лоухским большевиком», а доживала советские годы «Коммунистом»), прекратила своё существование. Учредители газеты в лице органов местной власти объявили, что неспособны справиться с накопившимися миллионными долгами и предпочитают обанкротить предприятие, издающее газету, и ликвидировать само издание. Поэтому депутаты Лоухского муниципального района приняли решение ликвидировать газету «Приполярье» и вместо неё учредить новое муниципальное издание - «Наше Приполярье». Прежняя газета выходила в свет тиражом в 1000 - 1200 экземпляров, новую решили издавать тиражом менее одной тысячи (в районе проживают чуть более 12 тысяч человек и каждый год их становится все меньше). Финансовое положение практически всех муниципальных районных газет в Карелии – аховое. Банкротами хоть сейчас можно ещё с пяток изданий объявить (всего в Карелии выходят 17 городских и районных изданий, учредителями которых выступают органы муниципальной власти). Рекламные доходы у большинства муниципальных газет весьма скромные, органы местной власти мало того, что плохо финансируют свои издания, так норовят ещё и бесплатно в них публиковаться. Стабильно поступают деньги только из республиканского бюджета (госзаказ), но эти суммы небольшие – по 175 тысяч в год на каждую редакцию. Лоухская муниципальная газета «Приполярье» в предсмертном финансовом состоянии находится примерно уже лет десять. Начиная с 2015 года районная прокуратура, внимательно следящая за выплатой зарплат сотрудникам газеты, не единожды наказывала главного редактора за нарушение трудового законодательства, в том числе и по суду, взыскивая с него неподъёмные штрафы. Загнав ситуацию в полный финансовый тупик, было решено закрыть муниципальное издание. С 1 января 2017 года всё начнётся с чистого листа, издавать новую газету будет муниципальная районная библиотека, на это учреждение возложены функции редакции. И, судя по проекту бюджета Лоухского района на 2017 год, намерения у местной власти серьёзные. В бюджете муниципального образования на следующий год записано, что район выделяет на функционирование газеты «Наше Приполярье» 1 миллион 794 тысячи рублей (эти деньги проходит по подпрограмме «Создание и выпуск районной газеты «Наше Приполярье») и ещё 1 миллион 294 тысячи заложены в бюджетную строку «Обеспечение стабильного выпуска районной газеты». А, кроме того, органы районной власти выделяют 500 тысяч рублей на освещение результатов своей деятельности (наверное, и от этих денег может что-то перепасть новому муниципальному изданию). Одновременно с этим депутаты районного совета и администрация Лоухского района решили издавать официальный информационный бюллетень, в котором будут публиковаться документы органов районной власти. Тираж его невелик, всего 10 экземпляров, и распространяться «Вестник Лоухского муниципального района» станет по администрациям семи сельских поселений, один экземпляр будет передаваться в районную прокуратуру и ещё два останутся в стенах органов районной власти. Бюллетень с документами выходить будет не реже одного раза в два месяца. Не исключено, что следом за газетой «Приполярье» могут пойти и другие районные муниципальные издания, не способные самостоятельно выбраться из накопившихся долгов.

ДЕКАБРЬ, 8
Газета «Наша иртышская правда»
Коллектив газеты «Наша иртышская правда» недоволен возможным увольнением главного редактора Евгении Острой и готов уйти вслед за ней. Президенту России Владимиру Путину направлено обращение, подписанное коллективом газеты «Наша иртышская правда» из Большеречья. Сотрудники газеты выражают протест против возможного увольнения главного редактора газеты Евгении Острой. «В течение нескольких месяцев слухи, а теперь уже и уведомление о прекращении срочного трудового договора редактора, не дают нашей редакции нормально работать», – говорится в письме. Основной причиной увольнения Евгении Острой называется работа по отстаиванию прав граждан и регулярные публикации, обличающие местную власть в бездействии. Вместе с тем сотрудники издания говорят, что за последние годы объем розничных продаж газеты увеличен в 4 раза, а журналисты «Нашей иртышской правды» постоянно становятся лауреатами различных конкурсов. «В случае окончания трудовых отношений с Евгенией Острой все сотрудники редакции в тот же день последуют за ней, поскольку не считают возможным работать под чьим-то другим началом и разделять иные идеалы», – заканчивают свое письмо журналисты. Помимо Владимира Путина, обращение сотрудников газеты направлено губернатору Виктору Назарову, в Союз журналистов России и начальнику главного управления информационной политики Станиславу Сумарокову. Сумароков не стал опровергать увольнение Евгении Острой и других редакторов районных газет. «У редакторов просто закончились контракты», – заявил Сумароков.

ДЕКАБРЬ, 8
СМИ Дагестана
Цензура, как известно, бывает двух видов: предварительная и последующая, карательная. Со второй все ясно, методы ее довольно примитивны и вряд ли ее апологеты придумают что-то новое. Во всяком случае, журналисты и СМИ, осмелившиеся на свою точку зрения, примерно знают, откуда и в какой форме могут последовать репрессии. Но первая, предварительная, не перестает поражать разнообразием форм и методов. На днях глава Дагестана Рамазан Абдулатипов и председатель Народного Собрания Республики Дагестан Хизри Шихсаидов на встрече с местными журналистами и обсудили тезисы Послания Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ. Не просто обсудили. Власть озвучила направления своего Послания Народному собранию и обозначила ряд поручений для медиасферы. Во-первых, глава республики поручил создать на базе дагестанских СМИ проектные офисы: «Дагестанская правда» уделяет большое внимание пропаганде приоритетных проектов. Я думаю, что наши СМИ должны создать проектные офисы. Допустим, проектный офис РИА «Дагестан», также РГВК «Дагестан», ГТРК «Дагестан». Очень мало добротной информации о том, что делается в республике, в национальных газетах». Как известно, о создании проектных офисов, способствующих улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в регионах, говорил еще в послании прошлого, 2015 года, президент Путин. Но разместить их именно в СМИ?! И спрашивать их плодотворность именно с пишущей братии - это уже местное ноу-хау. По задумке высокопоставленного чиновника, теперь журналисты обязаны не «историю современности писать» (увы, более емкого определения публицистики, чем дал когда-то В. И. Ленин, не придумано), а делать то, что обязаны делать представители трех основных ветвей власти. Во-вторых, глава республики дал задание журналистам и своему пресс-секретарю Тамаре Чиненной разработать в Дагестане индекс человеческого достоинства. «Это десятки индикаторов, из которых будет составляться достоинство человека, достоинство рода, достоинство села, района, республики. Главные критерии для нормального человека, особенно дагестанца, – чувство собственного достоинства». Согласитесь, такой «задачи» перед государственными и муниципальными СМИ еще не ставили. Видно, все другие задачи в республике уже решены, в том числе устранена и безнаказанность периодических убийств неугодных журналистов. Новые инициативы главы республики, если верить сайтам, вызвали в обществе только смех и сарказм. Одни утверждают, что сначала надо проверить автора идеи с помощью известного и изобретенного показателя IQ, другие радуются: «С индексом достоинства легче обходить мусорные свалки и переносить пребывание по колено в фекальных стоках, бурлящих по улицам столицы республики». Третьи предлагают помощь: «Достоинство дагестанца можно вычислить по следующей формуле. Дд = Тд : Вбд х Кио х Кв х Вп х Кфп и т.д. Где Дд - достоинство дагестанца; Тд - терпение дагестанца; Вбд - ворованные бюджетные деньги; Кио - количество избитых оппозиционеров; Кв - кадровая вакханалия; Вп - время проводимое в пробках, пока он едет; Кфп - количество фестивалей и праздников. Согласно этой формуле, поскольку Тд (терпение дагестанца) бесконечно, то его Дд (достоинство дагестанца) равно О. Бесконечность разделенный на любое число равно О».

ДЕКАБРЬ, 9
Елена Летучая
После проверок столичных ресторанов ведущей проекта «Ревизорро» Лене Летучей стали поступать угрозы. Кроме того, когда Летучая в рамках передачи взялась за московские рестораны, ей пришлось столкнуться с хамством, оскорблениями и даже с рукоприкладством со стороны хозяев заведений. В одном из выпусков проекта «Ревизорро», в котором Лена нагрянула в ресторан «Одесса мама», ведущую заперли в морозильной камере, а после запустили в нее ведром с водой. На протяжении 2-х недель социальные сети пестрят постами: одних возмутило наглость Летучей, а других восхитила ее смелость. Однако отмечается, что шоу вышло за рамки развлекательной передачи. После выпусков, отснятых в столице, в адрес Лены Летучей участились угрозы. На совещании телеканала «Пятница», где выходит программа «Ревизорро», было принято решение нанять охрану телеведущей. По словам представителя «Пятницы» Натальи Абрамочкиной, после сезона, отснятого в Москве, Лене стали угрожать расправой. Теперь Летучая будет передвигаться с охраной не только на съемках. Также Абрамочкина добавила, что им известно, кто стоит за этими угрозами.

ДЕКАБРЬ, 10
Корреспонденты VL.ru
В Приморском крае около 13.30 человек, представившийся сотрудником охраны «Газпрома», задержал корреспондентов VL.ru, которые проводили фото- и видеосъемку на объездной дороге в районе Уссурийска, передает ДВ - РОСС. Спустя несколько минут после начала съемки к корреспондентам подошел человек, назвавшийся старшим смены Александром Кособуковым, и потребовал прекратить съемку, обосновывая это тем, что корреспонденты находятся на «стратегически важном объекте». Никаких опознавательных знаков, сообщающих о том, что в этом месте находится «важный объект», или съемка запрещена, не было. Во время телефонного разговора корреспондент передала трубку Кособукову, который, завладев ее телефоном, отправился на КПП. После этого проследовавших за ним журналистов охранники закрыли в помещении КПП. Охрана удерживала журналистов, мотивируя это тем, что ожидает дальнейших указаний от своего начальства. Корреспонденты заявили о случившемся в полицию. Оперативно прибывшие на место сотрудники полиции вывели журналистов за пределы КПП и объяснили сотрудникам охраны, что задержание было незаконным. Корреспонденты составили заявление в полицию по факту незаконного задержания и лишения свободы.

ДЕКАБРЬ, 11
Давид Френкель
Внештатный фотокорреспондент «Коммерсанта» Давид Френкель рассказал о произошедшем конфликте в Петербурге, в ходе которого на него напали сначала активисты Национально-освободительного движения (НОД), затем задержала полиция, а после попытались доставить в психиатрическую больницу сотрудники «Скорой помощи». История началась с того, что Френкель снимал несанкционированную акцию питерского ЛГБТ-сообщества, участники которой по ее завершении оказались на месте проведения пикета НОДа. Френкель стал снимать возникшую перепалку, после чего один из участников акции, «колоритный НОДовец в папахе», ударил сначала по его камере, а потом напал и на самого Френкеля. Попытка обратиться к полиции, охранявшей пикет, успехом не увенчалась, а вызванный наряд, проигнорировав заявление Френкеля, доставил в отделение его самого из-за якобы написанной на него одной из пикетчиц жалобы. По словам Френкеля, полицию интересовало не нападение на журналиста, а подробности ЛГБТ-акции, причем сотрудника «Коммерсанта», отказавшегося отвечать на эти вопросы, спросили «в своем ли он уме», после чего вызвали «Скорую помощь». Ее приехавшие сотрудники с применением силы и нецензурных угроз, как пишет Френкель, пытались заставить его пересесть из-под камеры видеонаблюдения и отобрать сумку с камерой: «врач стал меня душить, а два санитара - выворачивать мне пальцы и связывать руки жгутом». В итоге журналиста все же отпустили после вмешательства сотрудника «Эха Петербурга» Арсения Веснина, бывшего свидетелем всех событий, отца Френкеля, а также редакции «Коммерсанта». В травмпункте, констатирует Френкель, у него «сняли кровоподтеки шеи и рук, ссадины и царапины на пальцах».

ДЕКАБРЬ, 12
РБК
Арбитражный суд Москвы обязал медиахолдинг РБК выплатить 390 тысяч рублей по иску госкомпании «Роснефть» в качестве компенсации за ущерб репутации. РБК также обязано удалить публикацию о «Роснефти» и опубликовать опровержение. Об этом сообщает корреспондент «Медузы» из зала суда. На выполнение решения суда у медиахолдинга есть 10 дней. Один из ответчиков по иску журналист Тимофей Дзядко заявил, что намерен обжаловать решение суда. Представитель юридической службы РБК Тимофей Щербаков в свою очередь заявил, что прокомментирует решение только после получения мотивировочной части. Роснефть» подала иск к РБК после публикации статьи «Сечин попросил правительство защитить «Роснефть» от BP» в апреле 2016 года. В материале рассказывалось, что глава «Роснефти» Игорь Сечин попросил правительство обязать будущего покупателя акций госкомпании не сотрудничать с BP, чтобы та не смогла получить блокирующий пакет. Материал был основан на сведениях анонимных источников РБК (см. монитор за апрель 2016 года). На суде представители РБК заявили, что требование выплатить три миллиарда рублей приведет к закрытию холдинга и банкротству журналистов. Они также называли несостоятельными доводы о репутационном ущербе.

ДЕКАБРЬ, 12
Журнал The New Times
Журнал The New Times больше не будет поступать в розничную продажу. Главный редактор издания Евгения Альбац сообщила, что такое решение принято ради снижения издержек. По ее словам, еще на некоторое время журнал останется только в киосках на вокзалах и в аэропортах. «Подписка останется единственной возможностью читать тот журнал, к которому вы привыкли», - сообщила Альбац. Она предложила читателям оформить подписку, отметив, что уже собранных денег редакции не хватит даже до весны 2017 года. Сколько всего у издания подписчиков, Альбац не уточнила. «20 тысяч подписок практически обеспечили бы нам следующий год, 15 тысяч – заставят идти с протянутой рукой к спонсорам, но это терпимо. 10 тысяч – жизнь становится значительно сложнее. Меньше 10 тысяч – боюсь, нам не выжить», - сообщает The New Times Журнал выходит с 2007 года. В августе 2016 года редакция сообщила, что печатать издание отказалась типография «Пушкинская площадь», с которой журнал сотрудничал восемь лет. The New Times заключил договор с другой типографией.

ДЕКАБРЬ, 12
Денис Кучменко
Депутат Госдумы Андрей Чернышев обратился в Иркутский областной в суд с иском о взыскании с журналиста из Братска Дениса Кучменко 84,5 рублей. Андрей Чернышев этой осенью избрался от Братского одномандатного округа в российский парламент. Депутат требует у журналиста возместить сумму судебных издержек, которые Андрей Чернышев понес при рассмотрении дела в областном суде. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на ТК «Город». В августе этого года Денис Кучменко, также являвшийся кандидатом в депутаты Госдумы по Братскому одномандатному округу, обратился в суд с требованием признать незаконной агитацию Андрея Чернышева. Денис Кучменко посчитал, что агитационные материалы, содержали грубое нарушение российского избирательного законодательства. В заявлении Андрея Чернышева указано, что его представитель ездил на такси из Братска в Иркутск на сумму 15 тысяч рублей в одну сторону и на такую же сумму - из Иркутска в Братск. То есть, одна поездка туда и обратно обошлась, как считает депутат, в 30 тысяч рублей. Услуги юриста Андрей Чернышев оценил в 30 тысяч рублей. С учетом указанных в заявлении прочих расходов, общая сумма иска о компенсации составила 84,5 тысячи рублей. Дело будет рассматриваться в Иркутском областном суде 20 декабря.

ДЕКАБРЬ, 12
Телеканал «Пятница»
Телеканал «Пятница» подал в суд иски о защите репутации к ряду пользователей социальной сети Facebook. Как передают «Ведомости», претензии канала вызвали критические комментарии в соцсети в адрес программы «Ревизорро». Так, телеканал отметил, что на прошлой неделе пользователи Facebook активно обсуждали эпизод программы про ресторан «Одесса-мама». Часть комментаторов при этом «не брезговали клеветой», распространили недостоверные сведения и нанесли ущерб деловой репутации канала. Гендиректор «Пятницы» Николай Картозия подтвердил факт подачи иска. Он заявил, что хочет, чтобы люди поняли, что «нельзя безнаказанно публично писать, что мы берем взятки. Нельзя безнаказанно угрожать Летучей, обещать отрезать ей голову и выпустить кишки». Как уточнила представитель канала Наталья Абрамочкина, иск подан против 20 человек, чьи комментарии порочат репутацию «Пятницы». Канал в сообщении назвал четыре имени: Илья Вытяжнов, Артур Пейсахов, Михаил Миронов, Жанна Нестерова. Из скриншотов, приложенных к сообщению, следует, что часть этих пользователей оставляли комментарии в личном Facebook блогера Ильи Варламова. Юристы канала мониторили страницы известных людей в Facebook, поскольку у них большая аудитория, и выбирали пользователей с самыми резкими суждениями, объяснила Абрамочкина. Она добавила, что канал намерен подать еще один иск против людей, которые прямо угрожали сотрудникам. Сейчас «Пятница» требует удаления порочащих комментариев и опровержения изложенных в них сведений. Материальных претензий к пользователям канал предъявлять не будет.

ДЕКАБРЬ, 12
Эрик Чернышев
В Саяногорске (Хакасия) Следственный комитет готовится предъявить обвинение редактору газеты «Каратош» Эрику Чернышеву. Уголовное дело было возбуждено в марте этого года по факту клеветы на депутата Верховного Совета Хакасии И. Ульянова. Недавно к товарищу по фракции и по несчастью присоединился ещё один хакасский парламентарий – Д. Бразаускас, который был привлечён к делу в качестве второго потерпевшего. Именно эти двое народных избранников фигурировали в объявлении, которое разместил Эрик Чернышев в своём блоге в сети Интернет под заголовком «Внимание, розыск!». Всем, кому было известно о местонахождении двух означенных товарищей, предлагалось связаться по телефону со следователем СК. Предыстория дела такова. В сентябре 2013 года в Хакасии прошли выборы в местный парламент. Через месяц были опубликованы результаты журналистского расследования Эрика Чернышева, согласно которым мандат Ульянову достался не просто незаконно, а трижды незаконно. Параллельно было передано соответствующее заявление о совершённом преступлении (фальсификации избирательных документов) в Следственный комитет. Переписка с органами продолжалась более года и была трогательной до слёз. «Опросить Бразаускаса Д.В. лично не представилось возможным, а на телефонные звонки он не отвечает» - именно с таким основанием приходили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Забуксовавшему в отписках следственному органу требовалась неотложная помощь. Чернышев решил помочь следствию и разместил объявление о розыске предполагаемых преступников. Следственный комитет вышел из оцепенения и (видимо, в благодарность за оказанную помощь) возбудил уголовное дело в отношении... Э. Чернышева за клевету. Ему была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, персональный компьютер журналиста был изъят для проведения экспертизы. Долгое время Эрик Чернышев воспринимал происходящее как неудачную, но всё же шутку. Но решимость следователя довести дело до передачи в суд обвинительного заключения заставила журналиста снять розовые очки. СК дал понять, что разберётся, кто в Хакасии злоумышленник, а кто уважаемый парламентарий с депутатской неприкосновенностью.

ДЕКАБРЬ, 12-20
Алексей Кунгуров
В Тюменском областном суде началось слушание дела блогера Алексея Кунгурова. Обвиняется он в «публичном оправдании терроризма» (ч.1 ст. 205.2 УК РФ): как сообщалось в дайджесте № 765, состав этого преступления обнаружили следователи областного УФСБ в посте, размещенном в его ЖЖ в октябре прошлого года, который назывался «Кого на самом деле бомбят путинские соколы?». Процесс государственной важности ведет прибывшая в Тюмень из Самары коллегия Приволжского военного суда. Как сказал ФЗГ адвокат блогера Александр Зырянов, первые ее решения, принятые на заседании 12 декабря, были ожидаемы. Она продлила срок содержания Кунгурова под стражей еще на 2,5 месяца – до 28 февраля 2017 года. Мотивировка та же, что была у судей гражданских, три раза его продлевавших (пребывает он в следственном изоляторе уже полгода) – если перевести его, к примеру, под домашний арест, он может скрыться или повлиять на свидетелей, которые уже допрошены следствием, а четверо из 10 и судом. Коллегия также постановила, что процесс этот будет закрытым, хотя никаких государственных тайн в нем оглашать не предполагается, а инкриминируемый подсудимому пост до сих пор находится в открытом доступе. Основанием для закрытия слушаний резонансного дела стало заявление «общественного эксперта» - доцента кафедры журналистики Тюменского госуниверситета Владимира Лысова. Он – единственный, пояснила нам супруга блогера Асия Байшихина, кто откликнулся на призыв спецслужб дать «экспертную оценку» нескольким текстам, авторство которых приписывается Алексею: обращение это было направлено во многие государственные и общественные организации, но вызвался добровольно помочь следствию только он. Экспертиза его, полагает адвокат, к предъявленному Кунгурову обвинению никакого отношения не имеет, как, собственно, и к текстам, исследуемым доцентом, в которых он нашел «агрессивно настроенные словосочетания» (тут не все ладно с правилами русского языка), «призывающие к насильственным действиям в отношении Президента РФ», а также «один из тактических шагов в проведении различных действий, дестабилизирующих ситуацию в различных регионах мира». После того, как некоторые перлы наставники будущих журналистов были обнародованы в соцсети, «эксперту», по его словам, стали поступать угрозы от неизвестных лиц – суд удовлетворил его просьбу закрыть процесс от прессы и общественности. Впрочем, по мнению сторонников блогера (их оказалось на удивление много), не будь этого повода, коллегия нашла бы другой. «Почему-то решили проводить заседания в самом маленьком зале, – говорит Асия – Раньше заседали в огромных залах, и я там сидела одна. Может, люди чего-то опасались – дело все-таки связано как бы с государственной безопасностью. И не все, наверное, кому интересно, знали – об аресте Алексея сообщали только пара тюменских сайтов, редактора одного из них, PARK-72, на следующий день вызвали в ФСБ на допрос в качестве «свидетеля». А тут вдруг собрались общественники, правозащитники, журналисты – не считала, но не менее двадцати. Люди, кажется, потеряли страх – это радует, но судьи решили сменить формат». Адвокат Александр Зырянов уверен, что в зачитанном прокурором обвинительном заключении никаких доказательств вины его подзащитного нет. «Оно все построено на мнении экспертов и показаниях мнимых свидетелей. Никто из них лично не знаком с Алексеем, то есть по сути дела, они – не свидетели, а интерпретаторы его текста. Притом интерпретируют они то, чего не читали. Это стало ясно уже на первом заседании: двое из допрошенных сказали, что в материале, размещенном в его ЖЖ, положительно оценивается роль запрещенного в России Исламского государства, хотя там ничего подобного нет. Во всей статье есть только одно оценочное суждение – о том, что эта организация – «не самая кровожадная и безбашенная», но в том, что она опасна, автор не сомневается. Эксперты не заметили слова «самая». Одну из экспертиз, лингвистическую, провело то же ведомство, которое возбудило уголовное дело – криминалистическая лаборатория УФСБ по Свердловской области. Эксперт-филолог, говорит адвокат, упустила из виду, что автор сравнивает ИГИЛ, запрещенную в России, с другими подобными структурами и фактически приписала ему свою мысль – о том, что эта организация «не несет для людей никакой угрозы». Эксперту-психологу пришлось пойти на прямой подлог: пожелание автора российским террористам «самоутилизироваться» (то есть самоуничтожиться) в Сирии она прочитала, по всей вероятности, без очков, и ей привиделось слово еще более необычное - «самоактуализироваться» (то есть заниматься самосовершенствованием своих навыков). Александр Зырянов считает, что в обеих экспертизах есть признаки преступления, предусмотренного статьей 307 УК РФ («Заведомо ложное заключение эксперта»). «Будет ли по этому поводу подано заявление в прокуратуру, решит Алексей», сказал он. Доказательств самого события преступления, по мнению адвоката, у следствия тоже нет: оно утверждает, что вменяемый ему пост Кунгуров разместил в ЖЖ, находясь в Тюмени, 13 октября 2015 года, а он в это время находился в Астрахани – на конференции публицистов и писателей. Поиск вещественных доказательств УФСБ явно не удался: в ходе обыска на квартире блогера был изъят ноутбук, объявленный «орудием преступления» - но мало того, что принадлежит он его супруге, файла с крамольным текстом найти там не удалось – он обнаружился на внешнем носителе, большой флэшке. Об очевидной сфабрикованности улики говорит то, что создан был файл на час с лишним позже времени его последнего изменения. «В ходатайствах о предоставлении суду этих данных, как и распечаток разговоров Алексея по мобильному на ту дату, когда текст был размещен в блоге, суд нам пока отказал, но мы, конечно, будем настаивать», - говорит Александр Зырянов. Он уверен, что довести правовым путем это дело до обвинительного приговора у следствия никакой возможности нет. Напомним, правозащитный центр «Мемориал» признал тюменского блогера политическим заключенным. 20 декабря суд приговорил Алексея Кунгурова к двум с половиной годам в колонии-поселении за «публичное оправдание терроризма». Выездная коллегия Приволжского окружного военного суда признала его виновным. Как сообщил РБК адвокат Кунгурова Александр Зырянов, защита намерена обжаловать приговор: «Мы будем подавать апелляцию в военную коллегию Верховного суда. Планируем сделать это в начале следующей недели. У нас на это есть десять дней».

ДЕКАБРЬ, 12
Сайт Роскомнадзора
Роскомнадзор заблокировал сам себя, правда, ненадолго. Информация об этом появилась на сайте «Роскомсвободы». В сообщении говорится, что «случилось то, что многие ждали не один год: Роскомнадзор наконец внес в реестр запрещенных сайтов локалхост в виде IP-адреса: 127.0.0.1», т.е. себя самого. По информации «Роскомсвободы», данный IP был заблокирован по решению суда от 19 октября 2016 года. Стоит отметить, что в вердикте суда значится лишь домен, а про IP-адрес ничего не говорится. Блокировка Роскомнадзора произошла по ошибке его же сотрудников, которые занимаются обработкой судебных решений и вносят домены в список запрещенных сайтов. Позднее сайт Роскомнадзора был разблокирован.

ДЕКАБРЬ, 12
Александр Трофимов
В Москве у здания правительства России задержаны 15 человек, которые вслух читали так называемую «Понятийную конституцию» – пародийный текст, который, по их мнению, более соответствует настоящему устройству власти в России, чем действующая конституция. «Сильный всегда прав» – говорится, например, в «Понятийной конституции». В чем обвиняют активистов, неизвестно. Их отправили в отделение полиции. Как сообщается, один из задержанных - журналист киевского центра журналистских расследований Александр Трофимов, у которого были российская и украинская пресс-карты. Задержанных доставили в ОВД Пресненский. Позднее все участники акции были отпущены из отделения полиции, сообщает «ОВД-Инфо». На них составили протоколы о нарушении порядка проведения публичного мероприятия (ч. 5 ст. 20.2 КоАП). Как пишет издание, максимальное наказание, которое они могут получить, - штраф до 20 тыс. руб. или обязательные работы до 40 часов. «ОВД-Инфо» отмечает, что сотрудники правопорядка отказались выдать задержанным копии протоколов, предложив участникам акции вернуться за документами «на следующий день». По данным издания, задержанные пробыли в отделении «значительно больше трех часов», при этом полицейские отказались передавать им еду и воду, которую привезли в ОВД друзья задержанных.

ДЕКАБРЬ, 12
Магомед Магомедов
Дагестанский журналист, бывший представитель салафитской мечети Магомед Магомедов считает, что за его уголовным преследованием стоит группа полицейских, пожелавших отомстить ему за правозащитную деятельность и скандал с пьяными силовиками в мечети. Магомедов также рассказал «Кавказскому узлу» о том, как был избит при задержании. Как писал «Кавказский узел», 12 декабря суд продлил на два месяца срок домашнего ареста Магомедова, который обвиняется в незаконном хранении оружия и наркотиков. Магомедов работал официальным представителем махачкалинской мечети на улице Омарова и является журналистом издания «Новое дело». Силовики задержали его 11 мая 2016 года. Свою вину журналист полностью отрицает.

ДЕКАБРЬ, 12
Съемочная группа ГТРК «Южный Урал»

Около поселка Витаминный (Челябинская область) неизвестные угрожали насилием сотрудникам ГТРК «Южный Урал», проводивших съемку репортажа. «Трое мужчин неславянской внешности из ближнего зарубежья, разговаривая на повышенных тонах, пытались отнять видеотехнику, мешали работе журналистов. Предположительно, это были работники фермерского хозяйства», - так излагают инцидент сотрудники съемочной группы ГТРК «Южный Урал». Действия нападавших можно расценить как воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (статья 144 УК РФ). По фактам, изложенным в обращении сотрудников телекомпании, идет доследственная проверка, сообщило региональное СУ СК РФ.

ДЕКАБРЬ, 13
Все СМИ
Международная журналистская правозащитная организация «Репортеры без границ» опубликовала годовой отчет, согласно которому в 2016 году значительно увеличилось число подвергающихся преследованию журналистов: по всему миру все больше репортеров становятся узниками тюрем, заложниками или пропадают без вести, сообщается на сайте организации. На настоящий момент 348 журналистов по всему миру были задержаны, что на 6% больше по сравнению с данными прошлого года. Число задержанных профессиональных журналистов в Турции возросло на 22% после неудавшейся попытки госпереворота в июле этого года. Сейчас в турецких тюрьмах находятся более 100 журналистов и сотрудников СМИ. Помимо Турции чаще всего журналисты попадают за решетку в Китае, Иране и Египте. На эти страны приходится две трети от общего числа задержанных журналистов. По всему миру 52 журналиста удерживаются в заложниках. В этом году все они находятся в зонах конфликтов на Ближнем Востоке. Самыми опасными странами для журналистов стали Сирия и Ирак, боевики террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ) удерживают в заложниках 21 журналиста. В качестве реакции на неутешительную статистику «Репортеры без границ» призывают учредить должность «Специального представителя по безопасности журналистов» при ООН, сообщается на сайте.

ДЕКАБРЬ, 13
Сайт progorod11.ru
Сайт jodda.ru
Интернет-журнал «7x7»
Сайт «Красное знамя»
Зампредседателя правительства республики, министр образования Коми Наталья Михальченкова подала иск в Сыктывкарский городской суд о защите чести и достоинства в отношении четырех изданий: сайтов progorod11.ru, jodda.ru, интернет-журнала «7x7» и сайта «Красное знамя». Она потребовала признать опубликованные сведения не соответствующими действительности и порочащими ее честь. С двух изданий - «Красного знамени» и «7x7», она потребовала взыскать 1,5 млн рублей в равных долях. Иск касается публикации в «Красном знамени» от 2 марта «Формула Рубик-джана» о диссертации и.о. ректора СыктГУ им. П. Сорокина Натальи Михальченковой «Формирование системы качества образовательной организации на основе интеграции моделей гарантии качества образования». Автор статьи ссылается на данные Экспертно-аналитического центра Российской академии наук (РАН), которые свидетельствуют о том, что около 37% текста диссертации составляют заимствования из ранее опубликованных материалов. Интернет-журнал «7x7» опубликовал материал на эту же тему со ссылкой на «Красное знамя» и заключение об оригинальности, предоставленное Экспертно-аналитическим центром РАН. 3 марта в редакцию «7x7» из управления по связям с общественностью Сыктывкарского государственного университета (на тот момент Михальченкова являлась и.о. ректора университета) поступило требование опровергнуть информацию о возможном плагиате. Один из абзацев требования касался действующей сегодня системы проверки использования заимствованного материала: по мнению автора диссертации, они не позволяют сделать однозначный вывод о том, что текстовое совпадение является недобросовестным заимствованием. В свою очередь «7x7» попросил г-жу Михальченкову уточнить, что именно из написанного в статье она требует опровергнуть. Ответа на этот вопрос представители Михальченковой не дали, переписка была окончена. Одновременно сотрудники того же управления требовали опровергнуть публикацию в «Красном знамени», однако его редакция также не нашла для этого оснований. Насколько известно изданиям, портал «ProГород» свою публикацию с сайта удалил. Наталья Михальченкова возглавила СыктГУ в должности и.о. ректора 3 декабря 2015 года после отстранения по решению суда прежнего ректора, депутата Госсовета Коми Марины Истиховской, обвиняемой в превышении должностных полномочий. 3 ноября 2016 года глава Коми Сергей Гапликов назначил Наталью Михальченкову на должность заместителя председателя правительства-министра образования, науки и молодежной политики республики.

ДЕКАБРЬ, 14
СМИ Новосибирска
Православный активист Юрий Задоя требует опровержения от шести СМИ сообщения о его якобы нападении на участников «зомби-парада» в Новосибирске. В Кировском районном суде Новосибирска назначено рассмотрение искового заявления о защите чести, достоинства и деловой репутации. Иск подал Юрий Задоя, известный православный активист. В конце октября в Новосибирске состоялся так называемый «зомби-парад». Молодежь в «ужасных» нарядах и страшных масках собралась таким образом отметить «хэллоуин». На мероприятие пришел и Юрий Задоя, увереный, что подобные «парады» нарушают федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью». «Вот поедут они сейчас в метро в таком виде, а какой-нибудь малыш увидит их и испугается, – пояснил тогда Задоя свою позицию корреспонденту НДН.инфо. - И неизвестно, чем потом это для него обернется. Да еще образы смерти. И так в России полно суицидов». «Зомби-парад» все-таки состоялся, хотя прошел весьма скромно. Однако чуть позже, по словам Задоя, шесть изданий процитировали письмо участников «парада», которые сообщили, что он якобы нападал на юных «зомби» и оскорблял их. Юрия Задоя требует опровержения, а также, по информации РЕН ТВ, компенсации морального ущерба от шести СМИ в размере 300 000 рублей от каждого. Таким образом, всего активист намерен получить от изданий 1 800 000 рублей.

ДЕКАБРЬ, 14
Телеканал «Москва 24»
Савеловский суд Москвы решил отказать в иске о защите чести и достоинства супруги замначальника управления собственной безопасности (УСБ) Следственного комитета РФ Александра Ламонова к телеканалу «Москва 24» (см. монитор за ноябрь 2016 года). На заседании в среду адвокаты Ламоновой просили полностью удовлетворить ее исковые требования, а также заявили отвод судье, так как она не удовлетворила их ходатайство о назначении лингвистической экспертизы и предоставлении дополнительного времени для приобщения доказательств по делу, передает агентство ТАСС. Представитель канала, который входит в холдинг «Москва Медиа», в свою очередь просил суд в исковых требованиях отказать, не считая приведенные доводы достаточными и обоснованными. «Вся информация о доходах, упомянутых в сюжете, была взята из открытых источников - с сайта СК РФ, а также с лент информационных агентств», - отметил представитель ответчика. Напомним, из искового заявления следует, что истец требует опровергнуть распространенную «Москва Медиа» информацию о том, что «супруги Ламоновы за год ушли в минус на 400 тысяч рублей, правда, за год приобрели три участка, один из которых 1500 га, дом, квартиру, четыре машины, уже и хоромы Шакро Молодого с позолоченными канделябрами не кажутся такой роскошью». При этом и сам Александр Ламонов, арестованный по делу о взятке, подал иск к телеканалу «Москва 24». Так, истец требует признать распространенные компанией «Москва Медиа» сведения о связях Ламонова с «вором в законе» Шакро Молодым не соответствующими действительности, публично опровергнуть эти сведения и выплатить компенсацию морального вреда в размере 5 млн рублей. Ламонов был арестован в середине июля. Вместе с ним были арестованы глава управления собственной безопасности ведомства Михаил Максименко и замначальника столичного главка Денис Никандров. Все они подозреваются в получении взятки в особо крупном размере. Предположительно, за деньги они обещали изменить меру пресечения друзьям авторитетного предпринимателя Шакро Молодого - Андрею Кочуйкову и Эдуарду Романову. Все три фигуранта дела вину не признают.

ДЕКАБРЬ, 14
СМИ Забайкальского края
Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова объявила замечание руководителю региональной службы по тарифам и ценообразованию Евгении Батуевой в связи с невыполнением поручения главы региона по обеспечению открытости в вопросе формирования тарифов, сообщили ИА «Чита.Ру» 14 декабря в пресс-службе губернатора Забайкальского края. Региональная служба по тарифам по настоянию заместителя генерального директора ТГК-14 Андрея Аблязова 13 декабря закрыла заседание по тарифам на тепло от журналистов и общественников, а представителя общественности и прокуратуры удалили с заседания до его начала. «Также Наталья Жданова поручила в срок до конца дня 15 декабря принять исчерпывающие меры по эффективному участию членов общественного совета при РСТ Забайкальского края в обсуждении формирования тарифов», - говорится в сообщении. В этот же день Жданова на пресс-конференции по итогам 2016 года высказалась резко против практики чиновников закрывать заседания от СМИ, пообещав, что в будущем этот вопрос не будет повторяться. По её мнению, работа чиновников должна быть открытой и прозрачной. Это не первый случай, когда представители власти закрывали совещания от СМИ. Заместитель председателя правительства Забайкальского края по социальным вопросам Аягма Ванчикова 6 декабря после своего доклада попросила журналистов покинуть совещание по вопросам обеспечения жильем детей-сирот, которое проходило под председательством Натальи Ждановой. Причины удаления представителей СМИ из зала Ванчикова не озвучила.

ДЕКАБРЬ, 16
Надежда Гонгелева
Верховный суд Карелии подтвердил законность увольнения главного редактора Лахденпохской муниципальной газеты «Призыв». Глава администрации Лахденпохского района своим решением уволил главного редактора-директора муниципальной газеты «Призыв» Надежду Гонгелеву. Она оспорила это решение и выиграла процесс в районном суде. Не согласившийся с таким вердиктом, глава администрации района В. Вохмин обжаловал решение районного суда в Верховном суде Карелии и теперь уже он выиграл процесс. Соответственно, на этой неделе вновь может быть узаконен приказ об увольнении Гонгелевой с должности главного редактора. Судебная дискуссия, касающаяся спорного эпизода взаимоотношений между одним из учредителей газеты (администрацией района) и нанятым на работу главным редактором печатного издания, по какой-то причине обходит стороной существо проблемы. Дело в том, что глава районной администрации имел право единолично расторгнуть контракт с директором муниципального предприятия «Газета Призыв», но уволить главного редактора газеты «Призыв» можно было только общим решением всех четырёх учредителей муниципальной газеты (в их числе и трудовой коллектив редакции). Однако ни один из учредителей, кроме районной администрации, не давал согласия на увольнение именно редактора газеты. Поэтому, по идее, только на этом основании суд должен был признать решение главы администрации В. Вохмина незаконным, отменив его. И когда Верховный суд Карелии запросил у районной администрации штатное расписание газеты и согласие учредителей принять Н. Гонгелеву на должность главного редактора, появилась надежда, что судьи разберутся в правовых разногласиях, дав оценку двойному статусу главного редактора-директора муниципального предприятия. Однако этого не случилось. В итоге увольнение директора «МУП «Газета «Призыв» Н. Гонгелевой признано законным (против чего можно и не спорить), при этом проигнорирован факт, что заодно уволена была и главный редактор Н. Гонгелева, и произошло это с очевидным превышением полномочий главой администрацией района. В данном противоречии судьи Верховного суда Карелии не пожелали разбираться, удовлетворившись формальной стороной дела. Хотя из предоставленных суду нормативных документов следует, что учредители назначают редактора совместно, а, следовательно, и уволить они его могут только придя к общему решению. Чего в данной истории с увольнением главного редактора не было. Надежда Гонгелева будет оспаривать решение Верховного суда Карелии в кассационной инстанции, но теперь её точно освободят от занимаемой должности и что там случится через полгода, когда кассационная инстанция рассмотрит материалы дела - неизвестно. На место главного редактора газеты Н. Гонгелевой уже подобрали нового руководителя.

ДЕКАБРЬ, 17
СМИ Забайкальского края
В Забайкальском крае возбуждено административное дело против первого секретаря местного отделения КПРФ Юрия Гайдука, который ранее выгнал журналистов с заседания бюро партийной ячейки. Как передает «Забмедия», документы по этому делу переданы в суд. «Действиями Гайдука Ю. Н. нарушено право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности политической партий (…) Постановление направленно для рассмотрения мировому судье судебного участка № 7 Ингодинского района города Читы», - сообщила прокуратура Забайкалья. Скандал разгорелся в сентябре. Гайдук не впустил журналистов на заседание бюро, где решался вопрос о восстановлении депутата думы Читы Екатерины Щербаковой в должности первого секретаря читинского горкома КПРФ. На вопрос журналистов о наличии нормативно-правового акта, который позволяет закрыть заседания от СМИ, Юрий Гайдук ответил, что таковой существует, но предоставлять его отказался. Тогда портал «Забмедиа» обратился в прокуратуру с намерением защитить права «журналистов и забайкальцев, имеющих право на оперативное получение информации».

ДЕКАБРЬ, 18
ТРК «Экспресс»
Сетевое издание «Пенза-Пресс»
По сообщению ИА «PenzaNews», в Пензе журналисты контролируемого региональной властью телеканала «Экспресс» полностью пересняли сюжет про мост в Грабово, чтобы избавиться в эфире от негатива, прозвучавшего из уст местных жителей, представителей Общероссийского народного фронта (ОНФ) и общественного совета при управлении МВД России по Пензенской области. В понедельник, 12 декабря, на сайте ТРК «Экспресс» было размещено видео продолжительностью около 3 минут с названием «Жители Грабово ежедневно переходят мост, рискуя жизнью», которое подготовили Александр Маркеев, Роман Маслов и Михаил Орехов. Основной акцент в нем был сделан на том, что построенное несколько десятилетий назад сооружение, соединяющее две части села, обветшало и «теперь представляет реальную угрозу для жизни людей». Этот тезис в кадре подтвердили сразу несколько человек, в том числе местные жители, начальник отделения дорожной инспекции УГИБДД, редактор телеканала «Экспресс», член общественного совета при управлении МВД РФ по Пензенской области Павел Прохоренков. В тот же день, 12 декабря, новость с аналогичным заголовком «Жители Грабово ежедневно переходят мост, рискуя жизнью» на своем сайте опубликовало сетевое издание «Пенза-Пресс», входящее в медиахолдинг «Экспресс». Однако сельчан, надеявшихся на решение наболевшей проблемы благодаря выходу информации о разрушающемся мостовом переходе на областной уровень, ждало разочарование: новость о приезде общественников в село и соответствующий видеоролик были удалены. Причем если на сайте «Пенза-Пресс» пользователю и сейчас показывается сообщение с текстом «Такая страница не найдена», то «Экспресс» заменил ранее размещенную информацию на новую - исключительно в положительной тональности. В новом сюжете утверждается, что «Мост в Грабово не является аварийным». При этом тот же журналист Александр Маркеев за кадром отмечает, что сооружение «простоит еще не один год», а «слухи об аварийности моста в селе Грабово Бессоновского района оказались преувеличенными». В новом сюжете отмечается также, что «через переправу ежедневно проходят десятки местных жителей, и они никаких недочетов не видят».

ДЕКАБРЬ, 19
Информационное агентство «Актуально»
В Свердловской области информационное агентство «Актуально» временно приостановило работу из-за судебного разбирательства об использовании чужого фото. Всех сотрудников отправили в вынужденный отпуск. Портал проиграл 80 тысяч по иску Уральского авторского общества. Иск был подан в мае, УАО потребовало компенсацию за использование фотографии бизнес-центра «Саммит». Редакция СМИ указывает, что о судебном процессе они узнали, когда им прислали исполнительный лист. Кроме того, в материалах суда не указано, когда был опубликован спорный снимок и к какому конкретно материалу. Издание планирует оспорить решение суда. Как считает ряд экспертов, сама сумма не является критической, но реакция собственников явилась неожиданной. «Руководство в ярости. Ресурс и так был убыточным, а тут еще иск. Все сотрудники отправлены в неоплачиваемый отпуск с 16 декабря до 15 января. Видимо, на работу уже никто не вернется», - рассказал информагентству «URA.Ru» один из сотрудников «Актуально». Напомним, что этот информационный ресурс был создан в начале 2012 года в интересах Главного федерального инспектора по Свердловской области Виктор Миненко. Но вскоре чиновник покинул Уральское полпредство, и, почувствовав неизбежное сокращение финансирования, ряд ведущих журналистов уволились. В начале 2015 года главный редактор издания Илья Зенов заявил о смене формата и переходе к новому собственнику. Справедливости ради отметим, что «Актуально» в реальности так и не стало заметным явлением на информационном поле. Видимо, теперь собственник нашел повод без проблемно закрыть СМИ и выставить за порог журналистов под неочевидным проводом.

ДЕКАБРЬ, 19
Екатерина Омельченко
В Челябинске студентку факультета журналистики Южно-Уральского Государственного университета Екатерину Омельченко предостерегли от «совершения противоправных действий сразу по трем статьям, по ст. 5.26 КоАП РФ («Нарушение законодательства о свободе совести»), п.1 статьи УК РФ 148 («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»), и статье 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»). Прокуратура сочла ее деяния опасными, потому что студентка, рассказав в интервью корреспонденту одного интернет-издания о несогласии со строительством часовни напротив своего учебного заведения, «спровоцировала волнения в обществе, выразившиеся в написании оскорбительных для верующих комментариев, направленных на возбуждение религиозной розни». Кто-то из верующих, не выдержав оскорблений, от избытка чувств написал донос в прокуратуру. Интернет-издание было вынуждено под напором надзорного ведомства комментарии удалить, но любопытно, что точки зрения, (пусть даже и выраженные в оскорбительной форме) комментирующих, от этого никуда не делись. Люди все равно остались при своем мнении, а доносчики – при своем. О таком раскладе говорят цифры голосования под петицией против строительства часовни рядом с ЮУрГУ, около 5 тысяч челябинцев - против часовни. За часовню - это те, которых свозят автобусами на слушания, и что-то обещают, - их не более 500. Упомянутую петицию создала Екатерина. «Публичные слушания (за строительство часовни) - недействительны, потому что их проведение не было публично освещено, а приглашены были только сторонники постройки часовни и сотрудники РПЦ. Мы считаем, решать, что будет построено напротив ЮУрГУ, должны студенты ближайших вузов (ЮУрГУ и Агроинженерная академия), жители находящихся поблизости общежитий и домов. Мы считаем, что строительство православной часовни в данном месте крайне неуместно, потому что этот сквер - сосредоточие студенческого досуга, которому религиозное учреждение помешает», - такое мнение высказывает Екатерина в петиции и то же самое она высказала интернет-порталу 74.ru

ДЕКАБРЬ, 19
«Открытая газета»
В Ставрополе банкир предлагает редакции услуги в качестве цензора. Именно так поняли в «Открытой газете» суть письма управляющей Ставропольским филиалом банка ВТБ-24 Елены Винокуровой. В своем письме в редакцию она потребовала опубликовать опровержение статьи (потому что «факты в ней грубо искажены») и предложила «в дальнейшем обращаться до фактического выхода публикации за разъяснениями и комментариями в пресс-службу банка». Ранее газета опубликовала письмо главы семьи, взявшей в банке ипотечный кредит на покупку дома, но попавшей в сложную финансовую ситуацию. Семья перестала погашать кредит в полной мере, банк одностороннем порядке расторг договор, отказавшись от реструктуризации долга. И обратил свой взор на имущество, то есть на дом, прислав своих оценщиков. Заемщик не согласился с суммой оценки дома, обратился в суд, первую инстанцию проиграл, подал апелляцию… Эту историю, рассказанную в письме, и опубликовала газета. И какие же «грубые искажения фактов» имеет в виду руководитель банка? Как истец имеет право говорить о своем несогласии с судом, где ему вздумается, так и редакция, предоставившая ему эту возможность. Право на собственное мнение подтверждено законом - статьей 10 Конвенции о защите прав человека, которую Россия, между прочим, ратифицировала, напоминает газета и читателям, и банкирам: «Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ». Что касается предварительного показа статей своим спичрайтерам, профессиональный уровень которых руководитель банка мнит выше уровня журналистов, то редакция в своем материале советует пресс-службе и начальнице банка восполнить пробел в грамотности, ознакомиться со статьей 29 Конституции РФ и статьей 3 Федерального закона «О СМИ», где о цензуре говорится: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается».

ДЕКАБРЬ, 19
Forbes
Обозреватель российского Forbes Елена Зубова подала в суд на владельца издания за поправки в ежегодный рейтинг самых высокооплачиваемых менеджеров России. Она опубликовала в своем фейсбуке выписку из системы ГАС «Правосудие» о получении иска и госпошлины в Хамовническом районном суде Москвы. Она добавила, что рассчитывает встретиться в суде с Александром Федотовым, который владеет Artcom Media Group, издающей Forbes с 2015 года. Сама Зубова уволилась из журнала по собственному желанию «в связи с изменением редакционной политики» и отказом от принятых редакцией стандартов. Поводом для своего увольнения и иска в суд Зубова назвала конфликт с издателем, о котором стало известно в конце ноября. Тогда 25 журналистов Forbes написали Федотову письмо с просьбой объяснить, почему из ежегодного рейтинга топ-менеджеров пропала зарплата главы ВТБ Андрея Костина. В опубликованном списке Костин занял третье место после главы «Газпрома» Алексея Миллера и главы «Роснефти» Игоря Сечина. При этом зарплата Костина не указана, а ситуацию в Forbes объяснили тем, что ВТБ не опубликовал подробности распределения вознаграждений. Авторы рейтинга, как выяснили «Ведомости», смогли самостоятельно рассчитать зарплату Костина, но потом от публикации данных главы ВТБ журнал отказался (см. монитор за ноябрь 2016 года). Александр Федотов купил российский Forbes в 2015 году у немецкого издательского дома Axel Springer. Журнал необходимо было продать, чтобы выполнить требования закона, который запрещает иностранцам владеть более 20 процентами российского СМИ. После этого из Forbes ушел главный редактор Эльмар Муртазаев, его сменил Николай Усков.

ДЕКАБРЬ, 19
Михаил Афанасьев
Журналисту Михаилу Афанасьеву угрожают убийством. Пока единственное ведомство, которое откликнулось на сообщение журналиста – Роскомнадзор, потребовавший удалить запись разговора с угрозами с сайта из-за мата. Об угрозах в свой адрес известный журналист из Хакасии, редактор интернет-журнала «Новый Фокус» Михаил Афанасьев сообщил в публикации на сайте своего издания «Ащеул беспокоит». Лидер ОПГ Андрей Ащеулов позвонил в ИЖ Хакасии «Новый Фокус» и воспользовался правом на ответ» (см. khakasia.info). Журналист выложил аудиозапись разговора с Ащеуловым, где собеседник требует удалить с сайта публикацию, в которой рассказывается о преступной деятельности его группировки. В ходе разговора журналисту угрожали убийством. Это уже второй случай угроз со стороны бандитов в этом году, утверждает Михаил: «Весной после поездки в Киев на мероприятие с украинскими коллегами мне как «предателю» выносили приговор местные жулики. Я обратился с заявлением в МВД по Хакасии, но в возбуждении уголовного дела по факту угроз было отказано (это стало известно неофициально, ответ по сей день я не получил). Тогда после публикации в «Новой газете» в ситуацию вмешались настоящие «авторитеты». Их заступничество за журналиста стало самым эффективным. Угрожавшие жулики пропали с горизонта». По словам Михаила Афанасьева, «единственный орган государственной власти, оперативно среагировавший на публикацию материала об угрозах журналисту – Роскомнадзор». Уже спустя несколько часов после публикации аудиозаписи разговора бдительный чиновник позвонил автору статьи и потребовал удалить аудиозапись, так как она содержит нецензурную лексику, либо «запикать» мат. «Удалять материал я не буду принципиально, – говорит Михаил Афанасьев. – Что важнее: моя жизнь или их борьба за нравственность в интернете? Получается, что у бандитов и Роскомнадзора общие цели. А вступиться за журналиста некому». Михаил Афанасьев 19 декабря написал заявление в полицию с требованием провести проверку по факту угроз и возбудить уголовное дело. В ближайшее время журналист собирается обратиться в правоохранительные органы со вторым заявлением – о возбуждении уголовного дело по ст. 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»). Правовую поддержку редактору «Нового Фокуса» оказывают юристы Центра защиты прав СМИ.

ДЕКАБРЬ, 20
Иван Воронин
В Москве задержана группа активистов и корреспондент Радио Свобода Иван Воронин. Как сообщает «ОВД-Инфо» со ссылкой на активистов, это произошло неподалеку от здания ФСБ на Лубянской площади, когда активисты шли по улице. Всего задержаны 8 человек, включая корреспондента. Как написал один из активистов в «Фейсбуке», задержанию предшествовало нападение на активистов группы людей в штатском, после чего подъехала полицейская машина и отвезла задержанных в ОВД «Китай-город». Позднее задержанные были отпущены.

ДЕКАБРЬ, 20
Телекомпания «ТВ-2»
Независимая томская телекомпания «ТВ-2» выиграла суд у Роскомнадзора. Апелляционный суд постановил, что в мае этого года ведомство незаконно отказало «ТВ-2» в продлении лицензии на одну из радиочастот, сообщил изданию «Ведомости» учредитель и главный редактор телеканала Виктор Мучник, а затем подтвердил пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский. В суде томская компания пыталась доказать, что у Мучника нет второго гражданства - именно предположение о его наличии послужило основанием для отказа продлить лицензию на радиовещание в мае этого года (до мая на частоте, о которой идёт речь, вещала радиостанция «Европа плюс Томск», которая также принадлежит телекомпании «ТВ-2» и которой также было отказано в продлении лицензии). С 1 января 2015 года канал «ТВ-2» не выходит в эфир. Связисты без объяснения причин разорвали договор с телекомпанией, а Роскомнадзор отозвал выданную ранее до 2025 года лицензию. В Томске с закрытием «ТВ-2» остались лишь государственные СМИ.

ДЕКАБРЬ, 21
Газета «Известия»
Издание «ФедералПресс»
Савеловский суд Москвы отклонил иск о защите чести и достоинства, который Никита Михалков подал к газете «Известия». Поводом для обращения в суд послужила статья под заголовком «Никита Михалков будет собирать «налог на болванки» еще 10 лет», опубликованная в сентябре 2015 года. В статье рассказывалось о решении продлить аккредитацию Российского союза правообладателей (РСП), который собирает налог на электронные носители. Михалков является главой РСП. Режиссер пожаловался суду, что из статьи следует, будто он лично занимается сбором налога и лично получает поступающие деньги. Недовольство Михалкова также вызвало то, что в публикации была использована его фотография. Соответчиком по иску проходило издание «ФедералПресс». Михалков требовал компенсацию в три миллиона рублей. Лингвистическое заключение, составленное по итогам проведения судебной экспертизы, содержит вывод об невозможности установить негативный смысл в тексте заметки «Известий».

ДЕКАБРЬ, 21
Журнал «Вокруг света»

Журнал «Вокруг света» выиграл суд у организации «Национальный совет по гомеопатии». Об этом в Facebook рассказал главный редактор журнала Сергей Апресов. Иск к журналу был подан 23 октября из-за статьи Аси Казанцевой «Растворенная магия», которая была опубликована в феврале 2016 года. В тексте утверждалось, что с помощью гомеопатии невозможно вылечить «хоть сколько-нибудь серьезные заболевания». Авторы иска заявили, что эта статья, критически описывающая гомеопатию, «порочит метод гомеопатии, успешно применяемый во многих странах более 200 лет» (см. монитор за октябрь 2016 года). Бывший заместитель главного редактора журнала Егор Быковский на своей странице в Facebook писал: «поскольку в самой статье «Национальный совет» толком не нашел, что оспорить, то просто требуют разместить статью-опровержение на семи страницах (доводы из разряда «гомеопаты хорошие, потому что их много, и в Швейцарии страховые компании покрывают стоимость и некоторых гомеопатических средств в том числе, и т.д., и т.п.»)». Отметим, что Всемирная организация здравоохранения предостерегает от лечения серьезных заболеваний гомеопатическими методами. Клинические испытания проведенные ранее не выявили разницы между гомеопатическими препаратами и плацебо.

ДЕКАБРЬ, 22
Сайт Керчь.ФМ
В редакцию сайта Керчь.ФМ на мобильный номер редакции около 13.30, поступил телефонный звонок. Женщина угрожала журналистам, что если выйдет еще хоть одна статья про заместителя главы администрации Богдана Жорняка, то она обольет редакцию бензином и сожжет. - Слушайте меня внимательно: если я еще одну новость увижу в интернете касаемо Богдана Жорняка, я приду, оболью вас на…(нецензурная речь) бензином и сожгу. Понятно? - Вы нам угрожаете? - Я вам угрожаю. Я ВАМ угрожаю. Можете на меня заявить в полицию! - А вы кто?  - Я доброжелатель. Просто сожгу к …(нецензурная речь). Все. До свиданья!».

ДЕКАБРЬ, 22
ИА «Свободные новости»
Саратовское управление Роскомнадзора предоставило ИА «Свободные новости» письмо от областного прокурора Сергея Филипенко, который подозревает издание в нарушении российского законодательства. Так, по сведениям ИА «Свободные новости», послание прокурора стало поводом для разбора публикаций издания на экстренном заседании консультативного совета ведомства. В документе, в частности, сказано, что на сайте «Свободных новостей» размещены «статьи и видеоматериалы, содержащие высказывания Вячеслава Мальцева по вопросам политических процессов в Российской Федерации со ссылкой на неконституционные пути их решения, дана критическая оценка деятельности высшего должностного лица государства». Филипенко предложил РКН дать правовую оценку действиям политика и редакции на предмет наличия признаков терроризма и экстремизма, оскорбления чести и достоинства, деловой репутации должностных лиц органов власти. В свою очередь, в Роскомнадзоре отметили, что протокол заседания консультативного совета, на котором, по данным СМИ, было принято решение о подготовке обращений о проведении проверок на экстремизм в центральный аппарат Роскомнадзора, Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД по Саратовской области и ФСБ, до сих пор не готов. Как пояснили в «Свободных новостях», областного прокурора взбудоражило интервью политика Вячеслава Мальцева «Открытому каналу», которое вышло в эфир 19 декабря, и стало поводом для трех публикаций на сайте ИА «Свободные новости». В редакции издания также отметили, что заранее заседание консультативного совета ведомства РКН никак не анонсировалось. А по словам представителя регионального Роскомнадзора, регламент не предполагал приглашение на него корреспондентов изданий. Тем не менее, на заседании присутствовали представители ИГ «Четвертая власть», ИА «Взгляд-инфо», ИА Saroblnews, телеканала «Саратов 24».

ДЕКАБРЬ, 22
Александр Бохонов
В Москве рядом с Центром международной торговли, где проходит пресс-конференция Владимира Путина, задержана женщина за одиночный пикет и фотограф, который ее снимал. Онкобольная Гаянэ Амрахова стояла с плакатом, посвященным ее жилищным проблемам. Ее и фотографа Александра Бохонова задержали сотрудники ФСО и полицейские. Амрахова заявляет, что ей угрожали. Пикетчица и фотограф были доставлены в ОВД «Пресненский».

ДЕКАБРЬ, 22
Евгения Чудновец
После широкой общественной реакции резонансное уголовное дело над екатеринбурженкой Евгенией Чудновец, приговоренной 8 ноября Катайским районным судом Курганской области к шести месяцам лишения свободы в колонии общего режима за репост в социальной сети «Вконтакте», обсуждалось 22 декабря уже в областном суде. Напомним, что в августе 2015 года Чудновец разместила в соцсети видеоролик с изображением обнаженного мальчика, над которым издевались вожатые лагеря Катайского района. Все это они сняли на мобильный телефон. Женщина пояснила, что пыталась привлечь внимание общественности и правоохранительных органов к безобразию. По данному факту было расследовано уголовное дело, виновные в издевательствах над ребенком осуждены на 3 и 6 лет лишения свободы. Примечательно, что человек, который первым залил видео в Сеть, избежал наказания (см. монитор за ноябрь 2016 года. Любопытно, что с суровым приговором не согласилась прокуратура Курганской области, запросив для Чудновец наказание, не связанное с лишением свободы. Тем более, что у осужденной есть малолетний сын. Воспитательница участвовала в процессе рассмотрения апелляции посредством видеоконференцсвязи. Областной суд изменил решение районного суда - сократил срок заключения Чудновец с 6 аж до 5 месяцев колонии. Адвокаты подсудимой намерены обжаловать приговор в Европейском суде по правам человека.

ДЕКАБРЬ, 22
Сотрудники Информационного агентства «Республика Карелия»
Сотрудников видео отдела «Информационного агентства «Республика Карелия» накануне Нового года выставляют на улицу. Автономное учреждение «Информационное агентство «Республика Карелия» создано по инициативе правительства Карелии и учредителем его является одно из министерств. В рамках «Информагентства РК» объединены сайт «Республика», газета «Карелия», интернет телевидение «Сампо» и приложение для районных изданий. Сокращение бюджетных средств на содержание СМИ с государственным участием породило трудовой конфликт в республиканском информагентстве. Накануне Нового года четверо сотрудников видео отдела «Информационного агентства «Республика Карелия» узнали, что их собираются сокращать. Решив разобраться, насколько слухи соответствуют действительности, они пошли к генеральному директору автономного учреждения Л. Стряпчиевой. Не церемонясь, она заявила, что не обязана отчитываться перед ними, как ей решать кадровые вопросы, а проинформировала бы она их об увольнении за три дня до этой даты, поскольку закон позволяет таким образом поступать с сотрудниками, работающими по срочному договору. А данная форма трудового договора действительно плохо защищает права работников. Оказаться накануне Нового года без работы и без шансов найти её в ближайшие месяцы - такие перспективы никого не обрадуют, и поэтому режиссёры с операторами решили придать внутренний конфликт огласке, опубликовав открытое письмо, в котором называют поведение работодателя недопустимым. «Очевидно, Л.И. Стряпчиева путает понятия «руководитель государственного учреждения» и «рабовладелец». Иначе нельзя объяснить её отношение к людям, которые пришли, чтобы узнать о своей дальнейшей судьбе», - пишут в письме четверо сотрудников «Информагентства «Республика Карелия», указывая, что их фактически выкидывают на улицу, оставляя без средств существования их семьи. Настаивать на том, чтобы их оставили работать в информагентстве режиссёры и операторы не могут, но они требуют, чтобы руководство учреждения уважительно относилось к своим сотрудникам и не допускало подобного «хамского отношения к работникам госучреждения». Трудовое бесправие, в которое они угодили, не должно повторяться, разумная степень защиты в отношении сокращаемых сотрудников должна существовать, пишут авторы обращения. Никакой ответной реакции на это публичное заявление пока не последовало.

ДЕКАБРЬ, 23
Радиостанция «Эхо Москвы»
Борис Соколов
Пресненский суд Москвы отклонил иск внучки первого главы КГБ Ивана Серова к радиостанции «Эхо Москвы», требовавшей компенсации за оскорбление чести и достоинства своего деда, передает корреспондент РИА Новости из зала суда. Поводом для разбирательства послужили высказывания историка Бориса Соколова в эфире «Эха» в программе «Дилетант» от 14 июля, в ходе которой он подверг критике мемуары первого главы КГБ «Записки из чемодана». Согласно иску, «на протяжении всей программы Соколов в категоричной форме утверждает, что опубликованные мемуары и дневниковые записи Серова являются фальшивкой, сфабрикованной их редактором Александром Хинштейном» (см. монитор за октябрь 2016 года). Общая сумма иска от Веры Серовой и Александра Хинштейна к радиостанции и выступавшему в эфире историку Борису Соколову составляла 3,5 миллиона рублей. Заявители указывают, что распространенные сведения содержат слова и сочетания, дающие негативную оценку истцам, и оскорбительные выражения в их адрес. Серова и Хинштейн просили суд признать распространенные сведения порочащими, обязать «Эхо Москвы» удалить с сайта запись программы, а также взыскать с радиостанции по 1 миллиону рублей в пользу каждого истца и обязать Соколова выплатить Серовой 500 тысяч рублей компенсации, а Хинштейну - 1 миллион рублей.

ДЕКАБРЬ, 23
Газета «Красная строка»
Более 9 тыс. экземпляров главного оппозиционного еженедельника Орловской области «Красная строка» с жесткой критикой губернатора Вадима Потомского бесследно исчезло из типографии. Главный редактор издания, член КПРФ Юрий Лебедкин уже написал заявления в областную прокуратуру и Следственный комитет, увидев в исчезновении тиража умысел администрации региона. В типографии допускают, что по неосторожности отдали тираж не тем, и обвиняют господина Лебедкина в «провокации политического скандала». Региональные власти причастность к инциденту отвергают. Об исчезновении экземпляров напечатанного вечером 22 декабря тиража «Красной строки» рассказал главред издания Юрий Лебедкин. По его словам, общий тираж номера составил около 11 тыс., из которых около 2,2 тыс. должно было традиционно разойтись по киоскам Орла и по подписке, а остальное редакция забирала для самостоятельного распространения, в том числе в районах. «Вчера вечером мне позвонил источник и сообщил, что в правительстве области узнали о содержании номера, поднялась паника, - пояснил господин Лебедкин. - А чуть позже позвонила дружественная сотрудница типографии «Труд» и сообщила, что тираж напечатан, но он исчез, ушел адресатам только базовый. С утра я приехал за оставшимися экземплярами, и их действительно не оказалось. Директор типографии Юрий Гончаров начал говорить, что их уже забрал мой сотрудник. Но я пояснил, что у меня в редакции три человека и имею право взять тираж только я. Тогда он заявил, что перезвонит через два часа, и больше не выходил на связь». Господин Лебедкин уточнил, что уже написал заявления в областное управление СКР и в прокуратуру: «В них я высказал предположения, что за этим могут стоять сотрудники областного правительства, и усмотрел в исчезновении тиража признаки воспрепятствования законной деятельности журналиста». По его словам, типография передавала содержание будущих номеров «Красной строки» чиновникам и ранее, и «буквально накануне» эта тема становилась предметом разговора с директором типографии. Юрий Гончаров рассказал, что вечером 22 ноября «к типографии подъехала машина, сказали, что за «Красной строкой» и забрали тираж»: «Обычно они приезжают утром, но я подумал - мало ли что случилось. Никто никогда дотошно не проверяет, кто забирает тиражи, - кому они еще нужны? А утром приехал Лебедкин и начал возмущаться, мол, он еще вечером знал, что будут проблемы. Так почему же он мне вечером не позвонил, если знал, что они будут? Я ему сразу предложил: давай разберемся, и если моя вина, вызовем моих сотрудников и тут же напечатаем номер за наш счет. Но он убежал, крича, что это политика». Критические публикации из номера уже появились на сайте «Красной строки».

ДЕКАБРЬ, 26
СМИ Саратовской области
Телеканал «Саратов 24» сообщил, что в Марксе (Саратовская область) на заседание районного актива не пускали депутата областной думы Александра Гайдука, депутатов районного собрания и муниципальных образований, а также журналистов и местных общественников. В доступе отказали заслуженным гражданам, ветеранам и даже инвалиду-колясочнику. «Вместо того, чтобы заниматься реальными делами, например, содержанием инженерной инфраструктуры Маркса, или заботой о жителях сёл района администрация Олега Тополя занимается «играми и забавами» - такой вывод сделал председатель Марксовской общественной организации «Союз журналистов» Михаил Сохинов.

ДЕКАБРЬ, 26
СМИ Переславля
Ограничение в допуске журналистов на заседание Переславской городской думы признано незаконным. Как передает ИА REGNUM, таковы результаты проверки прокуратуры Ярославской области. В ноябре представителей местных СМИ не допустили на заседание Переславской городской думы. По словам корреспондента газеты «Независимая. Жизнь в Переславле» Натальи Власовой, решение принял Совет думы, сославшись на лимит свободных мест в помещении. Между тем, отметила журналистка, на фотографии с заседания было видно, что свободные места в зале есть. Также среди присутствующих были замечены председатель Общественной палаты Иван Анюховский и прокурор Андрей Фольц, фамилий которых среди приглашенных для обсуждения вопросов в повестке не было. Как констатировала прокуратура, решение по количеству приглашенных лиц для участия в заседании было принято председателем городской думы самостоятельно. При этом представители региональной прессы были беспрепятственно допущены в зал заседания, а переславским журналистам предложили брать информацию из публикаций и сюжетов региональной прессы. Ситуация возмутила переславское журналистское сообщество, и представители СМИ обратились в прокуратуру с просьбой оценить решение совета. Надзорное ведомство усмотрело в действиях городской думы нарушения Конституции РФ, а также целого ряда статей федеральных законов «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и «О средствах массовой информации». По итогам проверки в адрес председателя городской думы Сергея Корниенко внесено представление об исправлении нарушений. Отмечается, что он взял ответственность за случившееся на себя, но извиниться перед журналистами пока не успел. «Он сказал, что очень сожалеет о случившемся, что это было одно из самых плохих решений, которые он принимал в своей жизни. Но слов извинений перед журналистами и перед жителями мы так и не услышали», - резюмирует Власова.

ДЕКАБРЬ, 27
Газета «Экономика и жизнь – Черноземье»
В суд Коминтерновского района Воронежа обратился бывший воронежский бизнесмен Вадим Ишутин. Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации подан к ООО «Региональное информационное агентство «Черноземье». Поводом к судебному разбирательству стала публикация под названием «Воронежские общественники намерены легитимно победить наследие Вадима Ишутина и его покровителей из курятника УРП». Материал был размещен в выпуске газеты «Экономика и жизнь – Черноземье» и на сайте издания. Критическая публикация посвящена кризисному положению в сфере ЖКХ Воронежа, к которому, по мнению автора текста, имеет отношение «Воронежская коммунальная палата», созданная Вадимом Ишутиным. Истец указывает, что в публикации используется оскорбительное выражение «прохиндей Вадим Ишутин». По мнению бизнесмена, автор публикации «стремится унизить, оскорбить, вызвать отрицательное отношение» к нему. Любопытно, что в исковом заявлении Вадим Ишутин рассматривает критические упоминания о «Воронежской коммунальной палате» тоже как порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию. Истец требует признать сведения, опубликованные в тексте, недостоверными и порочащими, удалить материал с сайта, опубликовать опровержение и взыскать с ответчика один миллион рублей в качестве компенсации морального вреда. Размер суммы представитель истца пока что не обосновал. В ходе судебного разбирательства спорные материалы были отправлены на лингвистическую экспертизу. Эксперты не обнаружили в тексте публикации признаков оскорбления, однако отметили, что она содержит «комплекс унижения». Что подразумевается под этим выражением, в тексте экспертизы не поясняется. Любопытно, что Вадим Ишутин подавал уже по указанной публикации заявление о возбуждении административного дела по факту оскорбления. Однако суд оскорбления не обнаружил, это решение подтвердила и апелляционная инстанция. Теперь бизнесмен решил попытаться привлечь редакцию к ответственности в гражданском процессе. Однако его представитель до сих пор не подтвердил в суде факт распространения информации, хотя и утверждает, что располагают нотариально заверенной копией.

ДЕКАБРЬ, 28
Телеканал «Миллет»
Глава Крыма Сергей Аксенов сообщил, что правоохранители в среду проводят следственные действия на крымско-татарском телеканале «Миллет» в Симферополе. Он отметил, что была произведена выемка документов, а также добавил, что проверка проводится «в связи с подозрением в хищениях бюджетных средств». Позже председатель Государственного комитета Крыма по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Заур Смирнов рассказал агентству ТАСС, что проверки на телеканале «Миллет» были связаны с обоснованием произведенных закупок, в том числе и приобретенного телевизионного оборудования. «Это была проверка, проверяли, как осуществлялись закупки оборудования для телеканала. Причин для опасений нет, все нормально. Телеканал, как и любая другая структура, подвергается проверкам», - пояснил Смирнов. Правоохранительные органы Крыма пока не комментируют ситуацию. В августе прошлого года крымско-татарские СМИ - телеканал «Миллет» и радиостанция «Ватан седасы» - получили лицензию Роскомнадзора.

ДЕКАБРЬ, 28
Сайт «БлогСочи»
В ближайшее время в Сочи (Краснодарский край) начинается судебный процесс по делу о DDoS-атаках зимой 2011 - 2012 года на сайт «БлогСочи». Как сообщил ИА «Росбалт» главный редактор ресурса Александр Валов, он вызывается в Лазаревский районный суд в качестве свидетеля. Подсудимым в процессе является житель Сочи Иван Шувалов, который обвиняется по ч.1 ст. 273 УК РФ («Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ»). По информации Валова, Шувалов был активистом «Молодой гвардии Единой России». DDoS-атаки на интернет-ресурс «БлогСочи» и другие сайты осуществлялись в период, когда те освещали акции протеста горожан, недовольных фальсификациями на выборах в Госдуму. Согласно выводам следствия, таким образом злоумышленники, организовавшие компьютерные атаки, пытались воспрепятствовать проведению в Сочи собраний граждан, выражавших недовольство результатами выборов в Госдуму. По статье 273 УК РФ компьютерному злоумышленнику грозит до 4 лет лишения свободы.

ДЕКАБРЬ, 28
Жалауди Гериева
Верховный суд Чечни огласил решение по делу корреспондента «Кавказского узла» Жалауди Гериева. Обвинительный приговор Шалинского райсуда Чечни оставлен без изменения. Жалауди Гериев 5 сентября был приговорен к трем годам колонии по обвинению в хранении марихуаны. В суде первой инстанции он полностью опроверг версию следствия и заявил, что давал показания под давлением. В ходе прений в Верховном суде Чечни 27 декабря Гериев и его адвокаты просили отменить вынесенный Шалинским районным судом приговор, прокурор настаивал на том, чтобы оставить решение первой инстанции без изменений. Верховный суд Чечни оставил без изменения приговор Жалауди Гериеву, его апелляционную жалобу - без удовлетворения. «Кавказский узел» считает дело в отношении Жалауди Гериева сфабрикованным, а обвинения в употреблении наркотиков – полностью надуманными. Отсутствие прямых доказательств вины Гериева и давление на него в ходе следствия дают основания полагать, что уголовное преследование корреспондента «Кавказского узла» связано с его профессиональной деятельностью.

ДЕКАБРЬ, 29
Василий Полонский
В ночь с 28 на 29 декабря корреспондента Дождя Василия Полонского задержали по обвинению в неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции (статья 19.3 КОАП России). Это произошло в Москве в парке «Кусково», куда Полонский приехал снимать сюжет о вырубке деревьев. Момент задержания корреспонденту удалось снять на видео. Журналиста канала «Дождь» и 12 активистов задержали и доставили в ОВД «Вешняки», где они оставались до утра. Как сообщается на сайте ОВД-инфо, корреспондент «Дождя» Василий Полонский сказал, что его задержали под тем предлогом, что в парке ходит маньяк. Часть парка должны вырубить под строительство крупной автотрассы – северо-восточной хорды. Защитники парка дежурят в нем с июля.

ДЕКАБРЬ, 30
СМИ Дагестана
В последнюю неделю 2016 года в адрес практически всех печатных изданий республики, находящихся на государственном финансировании, ушла депеша за подписью министра печати и информации республики Бурлият Токболатовой. Ее смысл: руководители газет (в большинстве своем это издания, печатающиеся на национальных языках) с января 2017 года должны заключить договоры на тиражирование продукции в ГАУ РД «Дагестанская печать». Как отмечает газета «Черновик», в нарушение закона, указание печататься в одном учреждении было сделано без объявления тендера на электронной площадке. И без того вымирающие, целиком и полностью зависимые от государства газеты рискуют вовсе потерять рентабельность. Однако, по данным этого же издания, «Дагестанская печать», возглавляемая Умаросманом Гаджиевым, не располагает оборудованием для качественной печати и полным циклом типографских услуг.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни