Результаты мониторинга
5 Октября 2016 года

Результаты мониторинга ФЗГ за сентябрь 2016 года

Случаи гибели журналистов – 1 (Федор Кулагин, главный редактор газеты «Звезда», Башкортостан).

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов и блогеров – 9 (Елена Костюченко, корреспондент «Новой газеты» и Диана Хачатрян, журналист издания «Такие дела», обе – в Северной Осетии, 2 раза; Вахит Ниязов, корреспондент Первого городского телеканала, Омская область; Павел Лобков, обозреватель телеканала «Дождь», Москва; Виталий Кармазин, корреспондент телепрограммы «Вести. Дежурная часть», в Московской области; Денис Шайкин, журналист и издатель газеты «МК Черноземье», Курск; Андрей Горелов, журналист портала «Виртуальная Выкса», Нижегородская область; съемочная группа программы «Ревизорро», Владивосток; Григорий Пасько, независимый журналист, в Барнауле).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – ()

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 2 (Жалауди Гериев, корреспондент «Кавказского узла», Чеченская Республика; Дмитрий Шевченко, пресс-секретарь Экологической Вахты по Северному Кавказу, Краснодар).

Увольнение редактора, журналиста – ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 4 (Елена Костюченко, корреспондент «Новой газеты» и Диана Хачатрян, журналист издания «Такие дела», обе – в Северной Осетии; Саид Царнаев, фотокорреспондент РИА Новости, в Северной Осетии; Денис Коротков, корреспондент «Фонтанки», Санкт-Петербург; Алексей Крыжановский и Жанна Белик, независимые журналисты, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 13на сумму 3 138 000 000 рублейРассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 6, удовлетворено – 1, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 0 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 41

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 4 (редакция телекомпании «Полярные Зори», Мурманская область; Вахит Ниязов, корреспондент Первого городского телеканала, Омская область; Александр Сотник, канал Sotnik-TV, Москва; Сергей Пономарев, корреспондент «Комсомольской правды», Москва).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 1 (Новгородское областное отделение СЖР, Новгород).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – ().

Изъятие (скупка, арест) тиража – 6 (газета «Возрождение Урала», в Челябинской области; газета «Утро Петербурга», Санкт-Петербург; газета «Тувинская правда», 2 раза, Тува; газета «Риск», Тува; Газета «Полиция России», Москва).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 4 (сайты еженедельника «Новое дело», еженедельника «Черновик», сайты «Он Кавказ», «Кавполит», все – в Республике Дагестан).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – 6 (газета «Наш Октябрьский район», Свердловская область; газета «Совершенно секретно», Москва; «Областная газета», 2 раза, Свердловская область; газета «Московский комсомолец», 2 раза, в Иркутской области)

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 6 (видеоаппаратура Елены Костюченко, корреспондента «Новой газеты», и Дианы Хачатрян, журналиста издания «Такие дела», в Северной Осетии; видеокамера телепрограммы «Вести. Дежурная часть», в Московской области; компьютер Дмитрия Шевченко, пресс-секретаря Экологической Вахты по Северному Кавказу, Краснодар; видеокамера ГТРК «Поморье», Архангельск; компьютер Андрея Трофимова, журналиста «Альтернативной газеты», Московская область).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - 6 (газеты «Наше время», «Знамя шахтёра», «Труд», «Районные вести», «Перекрёсток», «Аргументы и факты - Ростов», все – Ростовская область).

Экономическое давление – ()Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 39

СЕНТЯБРЬ, 1
Федор Кулагин
В Башкирии убили главного редактора газеты «Звезда», зампредседателя Совета района Федора Кулагина. Тело 61-летнего мужчины было обнаружено в лесу недалеко от села Красноусольского. «Смерть наступила в результате травмы головы. Машина была найдена в другом месте. Скорее всего, его ударили по голове, в результате чего он погиб», – сообщает портал «proufu» со ссылкой на источник в ОМВД по Гафурийскому району. Как уточнил источник в полиции, смерть носит явно насильственный характер: «Ему проломили голову тяжёлым предметом, у нас уже есть подозреваемые. К сожалению, больше ничего сказать не могу». Коллеги Кулагина рассказали, что погибший был неконфликтным человеком. «Он был очень человечным. Профессионал своего дела, в журналистике с 1973 года. Даже не знаем, кому нужна была его смерть», - рассказали в редакции газеты «Звезда». Федор Кулагин начинал свою карьеру корреспондентом в газете Гафурийского района «Звезда», затем несколько лет работал на Красноусольском стекольном заводе. Потом снова вернулся в газету. С 1990 года стал редактором «Звезды», с 2003 года - директором Гафурийского информационного центра. Награжден орденом Дружбы народов, нагрудным знаком «За активное участие во Всероссийской переписи населения в 2002 году», Благодарственным письмом Президента РБ, почетными грамотами Министерства и Управления печати РБ.

СЕНТЯБРЬ, 1
Елена Костюченко
Диана Хачатрян
В Беслане (Северная Осетия) во время панихиды задержали журналистов «Новой газеты» и издания «Такие дела» Елену Костюченко и Диану Хачатрян. В 9:15 в школе №1 Беслана прозвучал звонок на школьную линейку, после чего началась панихида. Пять женщин, потерявших в теракте близких, сняли кофты и куртки, под ними оказались футболки с обвинениями в адрес президента. Сотрудники ФСБ и полицейские в штатском оттеснили женщин от центра зала, фактически заблокировав в углу. Закрывали спинами, пока проходила официальная делегация, в том числе и.о. главы Северной Осетии Вячеслав Битаров. Затем начальник РОВД по Правобережному району Ибрагим Дулаев подошел к женщинам и сообщил, что они нарушают ст. 20.2 КоАП и должны проехать в отделение. Женщины начали кричать, полицейские отступили. Женщины требовали расследования трагедии. Говорили о том, что во время освобождения школы, когда заложники находились внутри, специальные подразделения вели шквальный обстрел школы. Задержанных журналистов повезли в отделение для установления личности. Диане Хачатрян, снимавшей акцию, сотрудники полиции заявили, что у нее фальшивый паспорт, Елене Костюченко предъявили ненадлежащее хранение документов. Через два часа корреспондентов отпустили.

СЕНТЯБРЬ, 1
Интернет-издание «Боровичи Онлайн»
В Боровичах (Новгородская область) глава администрации привлечен к ответственности за нарушение прав журналиста. Как сообщает сайт «Колмово.ру», администрация Боровичского района проигнорировала запрос руководителя интернет-издания «Боровичи Онлайн» и рассмотрела его как обращение гражданина. Запрос был направлен по вопросу отключения уличного освещения в администрацию Боровичского района. Был нарушен семидневный срок рассмотрения, уведомление о невозможности предоставить информацию в установленный срок не направлено. Ответ журналист получил только месяц спустя. Боровичская межрайонная прокуратура признала это нарушением законодательства о средствах массовой информации. Прокурор внес главе администрации представление с требованием устранить выявленные нарушения. Директор Центра по работе с населением был привлечен к дисциплинарной ответственности.

СЕНТЯБРЬ, 1
Портал «66.ру»
Екатеринбургский новостной портал «66.ру» выиграл дело против блогера Ильи Варламова. Суд по интеллектуальным правам отменил судебные решения, вынесенные ранее в пользу блогера. Варламов требовал взыскать 558 тысяч рублей за незаконную публикацию 44 его фотографий. Как сообщает сам портал, первое решение по делу вынесли моментально, практически не слушая доводы защиты. Оно было обжаловано, и тогда суд постановил исключить часть требований и сократить сумму выплаты до 200 тысяч рублей. Вердикт не устроил ни одну из сторон, и приговор снова был обжалован. После заседания кассационной инстанции дело было возвращено на новое рассмотрение. По словам юристов компании «Юста Аура», представлявших интересы 66.ru, защита опиралась на то, что ООО «66.ру» еще не существовало как юридическое лицо в то время, когда фотографии были опубликованы. Кроме того, на момент публикации фотографий Варламов еще не был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Это означает, что дело не носит экономического характера и потому изначально не должно было рассматриваться в арбитражном суде. Как заявил управляющий партнер «Юста Аура» Евгений Дедков, это первая победа над Варламовым в суде по интеллектуальным правам. В общей сложности Варламов подал к редакциям российских изданий не менее 34 исков, в которых он требует взыскать в общей сложности 11,9 млн рублей.

СЕНТЯБРЬ, 1
«Примечания»
В ФЗГ поступила информация, что после гибели дайвера в Голубой бухте (Крым) корреспондент издания «Примечания» звонили по телефону в местный клуб дайверов, однако ответивший господин отказался представиться и заявил, что ни о каких несчастных случаях в Голубой бухте не слышал. «На следующий день мы снова позвонили. На этот раз неизвестный обрушился на корреспондента «Примечаний» с угрозами», - сообщает издание.

СЕНТЯБРЬ, 1, 23
«Парк Гагарина»
Министерство юстиции РФ включило самарское издание «Парк Гагарина» в список иностранных агентов. Соответствующее распоряжение появилось на сайте ведомства. «Факт соответствия организации признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, установлен в ходе проведения управлением минюста России по Самарской области внеплановой выездной проверки», - говорится в опубликованном сообщении. Главный редактор «Парка Гагарина» Сергей Курт-Аджиев не согласен с решением минюста. Ранее он рассказывал, что в издании была проверка, так как поступила жалоба, что организация ведет политическую деятельность и получает иностранное финансирование. «Мы в 15-м году работали с региональным благотворительным фондом «Самарская губерния», писали об организациях, работающих с пенсионерами. Там все публикации по договору. Договор был на 100 тысяч. Как оказалось, «Самарская губерния» в 13-м и 14-м годах получала иностранное финансирование. Это называется: опосредованное иностранное финансирование», - приводит слова Курт-Аджиева портал Samru. Октябрьский районный суд Самары 23 сентября оштрафовал издательство «Парк Гагарина» на 300 тыс. рублей по административному делу, возбужденному из-за неисполнения законодательства об НКО-иноагентах, сообщил агентству «Интерфакс-Поволжье» главный редактор издательства Сергей Курт-Аджиев. Дело было возбуждено по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ (нарушение порядка деятельности НКО, выполняющей функции иностранного агента). По словам С. Курт-Аджиева, «Парк Гагарина» был оштрафован за то, что не подал заявку на внесение в реестр иноагентов самостоятельно. «По их мнению, мы должны были сами заявиться, что мы - иностранный агент. В связи с тем, что мы этого не сделали, суд присудил штраф», - пояснил он. Издательство «Парк Гагарина» основано в Самаре в 2011 году, его учредителями является группа самарских журналистов, создавших также одноименный общественно-политический сайт.

СЕНТЯБРЬ, 1
Саид Царнаев
Фотокорреспондент РИА Новости Саид Царнаев был препровожден в отделение сотрудниками полиции во время съемки панихиды по погибшим во время захвата террористами школы №1 города Беслана (Северная Осетия), а его фотосъемку досмотрели, сообщил по телефону РИА Новости сам Царнаев. «Меня без объяснения причин забрали в райотдел полиции, прервав фотосъемку. В отделении проверили всю съемку, в которой ничего нежелательного, по их (полицейских), словам не обнаружили. Потом потребовали отсканировать пальцы обеих рук. Я возразил, сказал, что это противоправно. На это мне сказали, что тогда не получу свой паспорт. Больше часа меня опрашивали, сняли отпечатки пальцев обеих рук, затем отпустили», - рассказал Царнаев. По его словам, полицейские проверили фотосъемку на редакционной камере, которую он успел сделать, прежде чем был задержан. Фотокорреспондент вернулся на место событий, однако на территорию школы его уже не пустили люди в гражданском. В МВД Северной Осетии РИА Новости сказали, что оперативный комментарий дать не могут, но обещают рассмотреть официальный запрос «в установленный законом срок».

СЕНТЯБРЬ, 2
Эльмаз Абдувелиева
Утром в Симферополе (Крым) представители спецслужб а начали обыск в доме журналиста интернет-портала Crimean Tatars Эльмаз Абдувелиевой. Как написала в Facebook крымский журналист, общественный деятель Лиля Буджурова, представители силовых структур выбили дверь, без предъявления документов и объяснения причин начали обыск. С начала августа в Крыму начал работу сайт о крымских татарах - Crimean tatars. Это портал о культуре, традициях, языке, истории крымских татар.

СЕНТЯБРЬ, 2
Катерина Клепиковская
В Кирове временно исполняющий обязанности губернатора региона Игорь Васильев встретился с дольщиками, купившими квартиру в доме по улице Ленина, который до сих пор не достроен. Причины, по которым здание к нужному сроку так и было введено в эксплуатацию, выслушивал и корреспондент интернет-журнал 7x7 Катерина Клепиковская. Однако в момент, когда беседа между пострадавшими людьми и чиновником начала приобретать всё более все эмоциональный характер, к журналисту подошел высокий мужчина, и, несмотря на сопротивление и просьбы не трогать, взял ее за локоть и отвел в сторону. Данный человек наотрез отказался представляться и не захотел объяснить, почему корреспондент не может присутствовать при встрече Васильева с дольщиками и отчего препятствует законной деятельности сотрудника СМИ. Позже коллеги Катерины Клепиковской из телеканала «Рен Тв», которые также присутствовали на месте и видели случившиеся, пояснили ей, что мужчина является сотрудником ФСО. Редакция интернет журнала «7х7» готовит в соответствующие органы заявление по факту воспрепятствование журналистской деятельности.

СЕНТЯБРЬ, 3
Елена Костюченко
Диана Хачатрян
Днем 3 сентября в школе № 1 Беслана (Северная Осетия) было совершено нападение на корреспондентов «Новой газеты» и портала «Такие дела» Елену Костюченко и Диану Хачатрян. Матерей из организации «Голос Беслана», которые собрались в спортзале на панихиду по погибшим заложникам, окружило большое количество людей в штатском. Многие из них - молодые осетины в майках с надписью «антитеррор», которые дежурили возле школы. Элла Кесаева, мать Зарины Кесаевой, которая была в заложниках в школе 12 лет назад, снимала людей в штатском на камеру. Они выхватили камеру из ее рук и порвали на Элле платье. В этот момент Костюченко достала свой телефон и стала снимать происходящее. У журналистки также выхватили телефон и тетрадь с записями, заломили ей руки и волоком протащили через весь спортзал и двор школы. Там людей в штатском остановили полицейские. Они сказали Костюченко, что знают тех, кто на нее напал, и вернут ей телефон. Елена находилась рядом с полицейскими, когда к ней подошел молодой человек в майке «антитеррор» и облил ее зеленкой. Полицейские не попытались его задержать. Корреспондент портала «Такие дела» Диана Хачатрян начала снимать Костюченко и следы зеленки на ее одежде и лице. В этот момент другой неизвестный мужчина ударил Диану по спине, отобрал телефон и не спеша ушел. Но вскоре он вернулся, дал двум другим мужчинам команду «схватить», а потом сказал, что «не хочет брать грех на душу». После этого Диану отпустили. Позднее житель Беслана, который облил зеленкой журналиста «Новой газеты», был оштрафован на тысячу рублей, его признали виновным в мелком хулиганстве, сообщилив Правобережном суде Северной Осетии. Молодого человека задержали в день нападения на корреспондента «Новой газеты» Елену Костюченко. Сам он, по словам источника агентства, свой вины не отрицал.

СЕНТЯБРЬ, 3
Елена Костюченко
Диана Хачатрян
В Беслане (Северная Осетия) в середине дня совершено второе нападение на журналисток «Новой газеты» и портала «Такие дела» Елену Костюченко и Диану Хачатрян. Рассказывает Диана Хачатрян: «Мы вдвоем с Леной шли на кладбище. К нам подошел мужчина в гражданском, в шляпе. Как нам сказали позже - это смотритель кладбища, его ребенок погиб во время теракта. Он велел «убираться отсюда». Взял нас за шкирку, поволок по земле, потом остановился, начал бить Лену, ударил ее по лицу. Он решил, что это мы во всем виноваты, организовали акцию 1 сентября. Метрах в семи стояли полицейские. Они ничего не предпринимали». По словам Костюченко, несколько ударов мужчина нанес и Диане. Только после этого сотрудники полиции вмешались и отвели его в сторону. А сотрудник в штатском вызвал такси, которое доставило журналисток в полицейский участок. Там у них нехотя взяли объяснения и под этим предлогом продержали до вечера, уверяя, что это единственное безопасное для них место в Беслане. Ситуация изменилась только вечером после вмешательства руководства федерального МВД. Украденные телефоны доставили прямо в аэропорт. На обоих аппаратах удалена вся информация вплоть до программного обеспечения. Полицейские сказали, что «нашли их у рельсов».

СЕНТЯБРЬ, 5
Татьяна Седых,
Эта история в поселке Ванино Хабаровского края тянется уже несколько лет, и чем дальше, тем более запутанной становится благодаря «качеству» работы отдельных сотрудников ОМВД Ванинского района и прокурорских проверяющих. В 2007 году 21 марта около девяти вечера меня попытались сбить автомобилем. Действия водителя не поддаются сомнениям – это была целенаправленная попытка. После того, как я свернула с собакой на пешеходную дорожку, через некоторое время услышала сзади себя хруст льда, обернулась и увидела, как легковушка свернула с основной дороги, въехала на пешеходную дорожку и, набирая скорость, двинулась на меня. Габариты и фары на машине были выключены, пешеходная дорожка проходила вдоль дома и хорошо освещалась. На дорожке была только я с собакой. Не видеть меня водитель не мог, но, набирая скорость, продолжал ехать в мою сторону. Я оказалась как в капкане, так как по краям дорожки с обеих сторон был высокий снежный бордюр, из-за этого я не могла шагнуть в сторону, чтобы пропустить машину. Водитель это видел. Поняв, что он не собирается останавливаться, я схватила собаку, кинула ее в сугроб, а потом сама, насколько хватило возможности, перешагнула бордюр... В это время автомобиль промчался через то место, где я только что стояла, доехал до конца дорожки, затормозил, свернул на основную дорогу и уехал на большой скорости. Я тут же позвонила в дежурную часть Ванинского ОМВД и через несколько минут к дому подъехала машина ГИБДД, меня спросили, что случилось, никаких записей инспекторы не делали. На следующий день я пришла в милицию с заявлением. Тут выяснилось, что мой телефонный звонок и мое сообщение в ДЧ даже не были зарегистрированы. Днем вместе с двумя сотрудниками СО Ванинского ОМВД (руководителем отдела был Вялов), я пришла на место, где всё произошло, показала им, где и как шла, откуда выехала и куда уехала машина. Так как следователи не фотографировали место происшествия, я предложила свои фото протекторов шин (на снегу еще были хорошо видны следы единственного автомобиля, заехавшего в пешеходную зону), но они отказались. Через несколько дней ко мне в редакцию пришел зам. начальника уголовного розыска Мучкаев и сказал, что машина найдена, но всё было не так, как я рассказываю. Он сказал, что в машине сидели три человека. Они вышли из машины, якобы извинились передо мной за то, что напугали меня и даже предложили меня подвезти. Я стала возражать Мучкаеву, что всё было не так, но он меня не стал слушать. А спустя несколько дней мне прислали заключение, что за нарушение ПДД к административной ответственности привлечен гражданин Б. Потом прислали другую бумажку, мол, ПДД нарушил гражданин П. Кто такие? Ни очных ставок, ни опознания автомобиля... Об этом я сообщила в Ванинскую прокуратуру, но оттуда пришли ответы, что нарушений нет. Впоследствии из этой же прокуратуры, на очередное мое обращение, ответили, что это дело в ОМВД уже уничтожено, поэтому полноту и качество действий сотрудников Следственного отдела проверить не представляется возможным. В правоохранительные органы я обращалась с 2007 по 2016 год, чтобы привлечь внимание к допущенным нарушениям во время расследования, повлиявшим на его результат. В этом мне помогали правозащитники и депутаты, но в ответ приходили только отписки. И вот недавно на запрос одного из депутатов Государственной Думы пришел ответ из прокуратуры Хабаровского края за подписью начальника управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью В. Кельбах: «Из объяснений П. следует, что он находился в п. Ванино совместно со своим другом Б. на автомобиле отца …в рабочий день, примерно с 14 или 15 часов дня». Ну, а далее на двух листах ссылки на статьи законов и традиционная концовка: «С учетом изложенного оснований для прокурорского реагирования не имеется».

СЕНТЯБРЬ, 5
Надежда Гонгелева
На этой неделе состоится судебное заседание, в рамках которого главный редактор Лахденпохской районной газеты «Призыв» Надежда Гонгелева будет оспаривать решение о своём увольнении. С ней досрочно и без каких-либо объяснений разорвал контракт руководитель районной администрации В. Вохмин. При этом он не исполнил ряд норм трудового законодательства и закона о СМИ, что и позволяет Гонгелевой рассчитывать на отмену в суде решения о её увольнении (см. монитор за август 2016 ода). В. Вохмин, являясь представителем одного из учредителей районной газеты, проигнорировал позицию других учредителей - районного совета депутатов и «Информационного агентства «Республика Карелия». При увольнении Н. Гонгелевой он «забыл» о двойном должностном статусе главного редактора муниципального издания, одновременно являющегося ещё и директором муниципального предприятия «Редакция газета «Призыв». Поэтому при увольнении Н. Гонгелевой требовалось соблюдать не только законодательство о труде, но и Федеральный закон «О СМИ», регулирующий деятельность редакций и журналистов, а, кроме того, внутренние документы редакции, такие как договор между соучредителями редакции, определяющий процедуру назначения и удаления с должности главного редактора СМИ. Союз журналистов Карелии направил заявление на имя прокурора республики с просьбой внимательно разобраться в ситуации, в основе которой лежит плохо скрываемое желание руководителя района запретить обсуждение темы, связанной с местным бизнесменом В. Великодворским. Редакция газеты опубликовала статью, в которой рассказывалось о махинациях этого коммерсанта с налогами. Из статьи следовало, что при наличии признаков преступления в отношении бизнесмена, являющегося к тому же депутатом Лахденпохского райсовета, почему-то не возбуждается уголовное дело, а напротив, пишется в письме Союза журналистов Карелии, устраивается травля главного редактора Н. Гонгелевой, которая предала огласке данный факт. Союз журналистов Карелии предложил провести проверку материалов, изложенных в публикации, дав им правовую оценку. Увольнение Гонгелевой произошло сразу после того как в газете «Призыв» был опубликован материал о незаконном возврате НДС в размере 12 миллионов рублей фирме, принадлежащей депутату райсовета Великодворскому. Публикация была основана на материалах арбитражного управляющего, который заподозрил коммерсанта в преднамеренном банкротстве предприятия. Редакционный коллектив газеты «Призыв» встал на сторону своего руководителя, Союз журналистов Карелии также вступился за главного редактора Н. Гонгелеву, требуя от республиканской прокуратуры объективной проверки произошедшего. В письме также указывается на то, что есть признаки нарушения руководителем администрации В. Вохминым закона «О СМИ», поскольку федеральный закон запрещает органам власти осуществлять цензуру, препятствуя публикации материалы, либо требуя их предварительного чтения до публикации.

СЕНТЯБРЬ, 5
Газета «Наше время»
Газета «Знамя шахтёра»
Газета «Труд»
Газета «Районные вести»
Газета «Перекрёсток»
Газета «Аргументы и факты - Ростов»
Государственная инспекция труда в Ростовской области закончила проверку областной газеты «Наше время» и выписала штраф главному редактору Вере Южанской. Вообще нарушений в привычном понимании этого слова в редакции нет: зарплаты и гонорары выплачиваются вовремя, травматизм на нуле, освещение на рабочих местах отличное и даже кондиционеры в жару работают. Однако инспекторы по труду не уходят из редакции этого издания, как и из других, не выписав штраф. Исключение составила только «Таганрогская правда», отделавшаяся лёгким испугом» - двумя предупреждениями. Журналисты связывает «наезд на СМИ» с тем, что президент запретил «кошмарить бизнес», а вот насчёт газетчиков таких указаний из Кремля не поступало. Раз с трудовыми договорами, коллективным договором, зарплатами и прочими обязательствами перед трудящимися у работодателя всё в порядке (даже журналы первичного и вводного инструктажей по технике безопасности корреспондентов, корректоров, верстальщиков исправно ведутся), инспекторы проверяют, какое мыло положили в редакционном туалете: с сертификатом качества был куплен этот товар или без. Есть ли сертификат на спецодежду – комбинезоны, которые все редакции загодя, зная уже требования инспекции, приобрели для своих водителей… Ну и так далее, и тому подобное. «В инспекции разработали свой метод отъема денег: проверка делается не за неделю, как обычно, а за один день. Потому что в законе написано, что если инспектируемые за время, пока идёт инспектирование, устраняют выявленные нарушения, в окончательный акт они не вносятся и наказание за них не назначается. Поэтому инспектор приходит на один день, быстро находит какую-нибудь мелочь, выписывает штраф, и только мы его и видели!», - говорит редактор новошахтинской городской газеты «Знамя шахтёра» Любовь Филиппенко. Сумма штрафов обычно колеблется от 50 000 рублей до 80 000 рублей. Для районных и городских газет, зачастую еле-еле сводящих концы с концами, это большие деньги. В список оштрафованных попали каменская городская газета «Труд», тацинские «Районные вести», белокалитвинский «Перекрёсток» и другие местные издания вплоть до ростовской редакции еженедельника «Аргументы и факты». Редакция «Перекрёстка» даже посылала трёх своих сотрудников учиться в город Шахты на платные курсы общественных инспекторов охраны труда, откуда все они вернулись с «корочками». Но и три корочки не помогли – штраф залётный инспектор всё равно выписал. У него ведь чётко поставленная его руководством задача (а возглавляет инспекцию Николай Федянин, человек известный, два срока занимавший пост мэра Таганрога), и задачу эту нужно выполнить при всех раскладах. Однако надо заметить, что никто штрафы не обжаловал. Понятно, что журналистам привычнее бороться за права своих читателей, но не мешало бы и за себя постоять…

СЕНТЯБРЬ, 5
ТВ 2
Роскомнадзор предлагает учредителям медиахолдинга ТВ 2 доказать отсутствие у них второго гражданства, представив справки от представительств и консульств всех 252-х государств. Сотрудники Роскомнадзора настойчивы и упорны в решении поставленных перед ними задач. Одна из них, по всей вероятности - выдавить из информационного пространства все, что осталось от медиахолдинга ТВ 2. Осталось стараниями того же ведомства немного – одноименное интернет-агентство, где трудятся несколько человек, и музыкальная радиостанция «Европа плюс Томск», которая не мешала бы государству, если бы не была юридически связана с ликвидированной им телекомпанией и агентством, напоминающим в режиме он-лайн органам государственной власти то, о чем бы им хотелось забыть. В ликвилации участвовала совместно с Роскомнадзором госкомпания РТРС, расторгшая с ТВ 2 договор на эфирное вещание (официальной причиной была «обида» на ее руководство, «политизировавшее» тему сломанного передатчика, который РТРС не спешила ремонтировать, а Роскомнадзор тем временем предупредил – не связистов, а журналистов об отзыве лицензии из-за невыхода в эфир). 14 тысяч подписей жителей Томской области, собранных во время митингов на морозе и переданных в администрацию президента РФ во внимание ею приняты не были. Теоретически оставалась возможность вещания в кабеле. В августе прошлого года Томская Медиа Группа направила в Роскомнадзор пакет документов на получение новой лицензии. Государство в его лице на сей раз решило не утруждаться в поисках поводов для отказа: оно потребовало от учредителей ТМГ дополнительных доказательств отсутствия у них второго гражданства - справки из управления ФМС было для «надзирателей» недостаточно. В апреле нынешнего года Роскомнадзор отказал тем же убойным способом в продлении лицензии радиостанции «ЕвропаПлюсТомск», потребовав несуществующие в природе справоки, которые бы доказывали отсутствие второго гражданства, у директора радиохолдинга «МедиаFM» Сергея Лапенкова. Директор ТМГ Виктор Мучник прокомментировал тогда действия надзорного органа так: «В 30-е годы была в ходу аббревиатура ЧСИР (член семьи изменника Родины), когда репрессиям подвергали родню репрессированных. Случай с лишением нас радийной лицензии заставляет вспомнить эту аббревиатуру. Нам известно, что одновременно с нами переоформляли лицензии еще несколько радиостанций: ни у одной из них не возникло проблем с Роскомнадзором по части неправильных документов о втором гражданстве учредителей. У меня нет никаких сомнений, что нас лишают радийной лицензии исключительно по причине аффилированности радиостанции с ТВ 2. В каком-то смысле происходящее - это оценка работы ТВ 2 уже в Сети. Кому-то наша работа сильно не нравится. Кто-то, видимо, предполагает, что наша радиостанция - источник средств для ее продолжения. Это не так. ТВ 2 продолжит работу вопреки давлению. Происходящее с радийной лицензией - очередной этап в той войне, которая ведется против ТВ 2». 3 августа с.г. Арбитражный суд Москвы, в котором медиагруппа оспорила действия Роскомнадзора, признал их незаконными, обязав «устранить нарушения прав заявителя» в течение 10 дней с момента вступления судебного постановления в законную силу. Однако Роскомнадзор продолжает настаивать на своем. На днях он обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с требованием отменить решение нижестоящей инстанции, которая недооценила опасности возможного наличия двойного гражданства у руководства медиахолдинга ТВ 2. В своей апелляции федеральное агентство ссылается на письмо МИД России от 15 апреля 2014 года, которое рекомендует россиянам надежный способ представления доказательства того, что они являются гражданами только одной страны. Для этого, по мысли МИДа, им надо «направить письма в дипломатические представительства и консульства зарубежных стран». Тогда, может быть, у надзорных органов больше не возникнет вопросов (если ко времени получения от представительств и консульств ответов на запросы какая-нибудь из стран вдруг не переименуется, или в ходе исторических процессов не образуется новых государств, например, ДНР, ЛНР). На сегодняшний день, согласно Википедии, пишет Виктор Мучник, в мире насчитывается 252 государства. Кандидаты в депутаты Госдумы, по сведениям директора медиагруппы, тоже проверяются на наличие двойного гражданства, но там процедура проста: облизбирком направляет запрос в управление по вопросам миграции при УМВД. Оно пробивает информацию по базе МИДа, и через 2-3 дня высылает ответ, который избирательная комиссия вносит в систему ГАС «Выборы», выдающую разрешение на регистрацию кандидата. Аналогичная процедура была проделана и учредителем томского СМИ, однако Роскомнадзор счел ее недостаточной, что, в принципе, и понятно: в патриотизме народных избранников, то есть лояльности, даже при наличии у них второго гражданства, имущества и счетов в других странах, у государства сомнений нет.

СЕНТЯБРЬ, 5
Газета «Возрождение Урала»
Депутат Госдумы Валерий Гартунг обвинил журналистов газеты «Возрождение Урала» в клевете и обратился с заявлением в полицию и ЦИК. Недовольство депутата вызвал выпуск издания №35, посвященный поддержке конфликтующих с депутатом журналистов. «Коллектив редакции газеты «Возрождение Урала» выступает в поддержку своих коллег, подвергшихся травле и шантажу со стороны депутата, и заявляет о том, что Валерию Гартунгу не удастся запугать журналистов Южного Урала. Мы писали, и будем писать правду независимо от того, нравится она какому-либо депутату или нет», - говорится в колонке редактора «Возрождения Урала». В «Живом журнале» блогера Айвара Валеева сказано, что, скорее всего, Гартунга «напугала одна публикация». «Павел Большаков, в прошлом пресс-секретарь губернатора, вспоминает одно закрытое совещание у П. И. Сумина. Силовики докладывают, что некий челябинский миллионер продал за наличные 300 КамАЗов, обшитых стальными листами (броня?), чеченцам в самый разгар чеченской кампании. Большаков говорит, что речь шла о Гартунге и что в госархиве есть протокол того совещания», - сообщается в блоге. Как сообщает издание «Челябинск сегодня», в штабе Гартунга посчитали, что это ложь и клевета, и обратились сразу и в полицию, и в Центризбирком. Однако главный редактор газеты Константин Бурков заявил, что непроверенной информации в спецвыпуске не было. «Мы напечатали то, что было основано на фактах», - подчеркнул Бурков. По его словам, он пока не видел заявления в полицию. Это не первое столкновение Гартунга с журналистами. Ранее он обвинил журналистов сайта «Ура.Ру» в клевете и обратился в полицию Центрального района и центр по борьбе с экстремизмом по Челябинской области. Недовольство парламентария вызвали материалы о его имуществе, а также о противоправных действиях его пиарщика. Союз журналистов России назвал действия депутата Госдумы Валерия Гартунга прямым давлением на СМИ.

СЕНТЯБРЬ, 5
Марина Завадская
Газета «Арсеньевские вести».
В ФЗГ поступила информация, что завершились судебные слушания по статье Марины Завадской «Это не Миша 2%, а Михайлов 60 % !», опубликованной в газете «Арсеньевские вести». Напомним суть растянувшегося на несколько лет дела. В начале 2014 года в газету обратился инженер-геолог Виталий Устинов, открывший в начале лихих 90-х годов новое месторождение песков в Шкотовском районе Приморского края. Геолог создал ТОО «Кутум», начал необходимое (по закону) проектирование месторождения, затем последовали долгие годы добывания денег для его разработки. Открыватель месторождения вернулся, получил лицензию на пользование и пришёл к главе Шкотовского муниципального района Виктору Михайлову с просьбой о предоставлении ООО «Кутум» в аренду земельного участка для разработки карьера по добыче песка. Вот тогда и завязалась интрига, легшая в основу статьи и многочисленных судебных дел. Глава района сказал, что Устинову необходимо, якобы, обратиться к арендатору земли Исмаилову, которому будет отдана земля, она разделится на троих, включая главу района Михайлова, будет их ныне трое, а главным учредителем станет брат Исмаилова. Устинов обращался в администрацию района, несколько раз - в районный суд, он выиграл все суды, но ему продолжали угрожать, подожгли дом, сожгли экскаватор и машину. Он обратился, наконец, в Следственное управление Следственного комитета по Приморскому краю. Только тогда стало известно и о совместном бизнесе героев статьи, и о привлечениях к уголовной ответственности и руководителя района Михайлова, и Исмаилова. Но окончательно дело сдвинулось лишь после обращения геолога Виталия Устинова к прессе: он написал письмо в газету «Арсеньевские вести». Большая статья Марины Завадской «Это не Миша 2%, а Михайлов 60%!» с фотографией «героев» была опубликована в газете «Арсеньевские вести» 3 апреля 2014 года. Суды по искам главы администрации Виктора Михайлова и предпринимателя Аташа Исмаилова к изданию и журналисту продолжались с мая 2014 года до 30 августа 2016 года. За эти 2,5 года прошло не менее 20 судебных заседаний. Практически все суды отказали в удовлетворении исков «героям» публикации ещё в 2014 году. Полностью отказывали в апелляциях в 2015 году. Лишь однажды районный суд, посчитав, что нет официального судебного решения, что Исмаилов признан главой преступной азербайджанской группировки, присудил автора и редактора газеты к штрафу по 2,5 тысячи рублей. Наконец, на прошлой неделе Краевой суд Приморья отказал Исмаилову и в том немногом, что присудил ему районный суд (по Михайлову решение было принято ещё осенью 2015 года: в иске отказать полностью). Решение суда вступило в силу.

СЕНТЯБРЬ, 5
Марина Клайн
Градоначальник Троицка А. Виноградов узрел угрозу безопасности России в постах в соцсетях, и написал заявление в СУ СК РФ по Челябинской области с требованием привлечь местного журналиста Марину Клайн к уголовной ответственности. Как рассказала сама Клайн, ее уже вызывали в ведомство для дачи показаний. Ранее, до СУ СК РФ, тот же Виноградов отослал жалобу в Роскомнадзор и попросил ограничить доступ к странице Клайн в «Одноклассниках» и привлечь журналиста к ответственности. В его списке прикрытия либо закрытия на совсем, помимо странички Клайн в «Одноклассниках», перечисляются также две группы «ВКонтакте» и один интернет-сайт, к которым журналист не имеет никакого отношения. Мэр Троицка считает, что информация на страничке Клайн (как и в других перечисленных им соцсетях) «резко негативная, содержит нецензурную брань, угрозы жизни и здоровью должностных лиц администрации города». И он, как глава города, обеспокоен сложившейся ситуацией и считает, что лица, размещающие такую информацию, «имеют целью воздействовать на принятие решений органами власти, их деятельность подрывает социальную стабильность, создает политическую напряженность в городе, наносит угрозу авторитету власти, препятствует законной деятельности органов местного самоуправления и, соответственно, такая деятельность вступает в противоречие с интересами безопасности России». В Роскомнадзоре главе объяснили, что оснований для ограничений доступа к указанным материалам нет. Потому глава и написал заявление в СУ СК. На наш звонок в Троицкий следственный отдел регионального СУ СК РФ на том конце провода ответили, что ничего не знают об этом деле, и комментарии давать без разрешения вышестоящего начальства не могут.

СЕНТЯБРЬ, 5
Жалауди Гериев
Журналист Жалауди Гериев, сотрудничающий с «Кавказским узлом», приговорен Шалинским райсудом Чечни к трем годам колонии по обвинению в незаконном хранении наркотиков. Версия обвинения не нашла в суде подтверждения, считает защита журналиста. Жалауди Гериев был задержан 16 апреля, в отношении него было возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.228 УК РФ («Незаконный оборот наркотических средств в крупном размере»), предусматривающей санкцию до десяти лет лишения свободы. Судебный процесс начался 14 июня, сообщил корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Гериева Алауди Мусаев. В ходе прений 31 августа гособвинитель запросила для Гериева пять лет колонии и один год ограничения свободы. В ходе следствия, по словам адвоката, Жалауди Гериев дал признательные показания, от которых отказался в суде, заявив, что они были даны под давлением. В деле Гериева имеются множественные нарушения уголовно-процессуальных норм, считает адвокат Алауди Мусаев. Он пояснил, что речь идет о существенных пробелах и изъянах при составлении процессуальных документов, в частности, протоколов осмотра места происшествия и досмотра Гериева. Как следует из материалов дела, Гериев не употреблял наркотические и психотропные средства, обратил внимание адвокат, также отметив, что не имеется очевидцев совершения преступления Гериевым.

СЕНТЯБРЬ, 5
Газета «Возрождение Урала»
В Еманжелинске (Челябинская область) изъят распространявшийся в городе тираж газеты «Возрождение Урала» с материалами, которые не в лучшем свете представляют образ депутата Госдумы Валерия Гартунга. В частности, речь идет о статьях, где сообщается о двухэтажной квартире главы челябинских справедливороссов в Швейцарии, о его московском доме стоимостью 5 млн долларов и земельном участке на знаменитой Рублевке, оцениваемом в полмиллиарда рублей, о поместье Гартунга на Южном Урале. Кроме того, главный редактор «Возрождения Урала» Константин Бурков сообщил: «Полицейские останавливали уже нескольких распространителей нового выпуска нашей газеты. В ближайшее время будем встречаться с представителем отдела по борьбе с экстремизмом (Центр «Э»). Всем этим действиям предшествовала жалоба Валерия Гартунга в полицию на публикации газеты «Возрождение Урала». Политик счел их клеветническими и потребовал возбудить уголовные дела против издания и его авторов.

СЕНТЯБРЬ, 5
SakhaLife
София Булчукей
В Верховном Суде Республики Саха (Якутия) рассматривалась апелляция Государственного театра оперы и балета им. Суоруна Омоллоона к Информационному агентству SakhaLife и автору статьи Софии Булчукей. Поводом для обращения в суд послужила статья «Бунт в ГТОиБ – 2: Все сценомашинисты увольняются. Работа театра может быть парализована», опубликованная на сайте 17 марта 2016 года. Напомним, что 6 июля в Якутском городском суде судья Виктория Смирнова, рассмотрев иск ГТОиБ, постановила отказать театру в иске. Не согласившись с этим, театр подал апелляцию в Верховный Суд республики, которая и была рассмотрена. Первой из сторон выступила представитель истца Анна Фадеева. Суд отказал ей в ходатайстве по проведению лингвистической экспертизы, указав, что в апелляционной инстанции новые доводы не принимаются. В итоге Верховный суд оставил решение Якутского городского суда оставлено без изменения, в апелляционная жалоба ГТОиБ осталась без удовлетворения.

СЕНТЯБРЬ, 6
Газета «Трибуна»
В ФЗГ поступила информация, что в Ухте (Республика Коми) рассмотрен иск о защите деловой репцтации, предъявленный администрацией муниципалитета к Координационному совету управдомов города и газете «Трибуна». В начале лета группа известных и уважаемых в Ухте граждан, входящих в общественную организацию Координационный совет управдомов города, обратилась через газету «Трибуна» к главе администрации муниципалитета Александру Бусыреву с открытым письмом под названием «Не бойтесь услышать правду!». В письме общественники указывали на авторитарный стиль работы градоначальника и назвали ряд ошибок и упущений. Авторы письма обращали внимание на то, что мэр города не прислушивается к мнению общественности, игнорирует обращения людей, опираясь лишь на мнение чиновников, которые часто выдают желаемое за действительное. Вскоре после этого редакция получила от Александра Бусырева пространный ответ, который сразу же был подготовлен к публикации. Но от печати пришлось отказаться: в официальных СМИ появились сообщения о том, что глава города Ухты написал заявление об отставке. Казалось бы, можно на этом поставить точку, но через пару недель в редакцию поступило сообщение, что чиновники Ухты обратились с иском о защите чести и достоинства к авторам открытого письма и потребовали опровержения. Газете вменялось опубликовать это опровержение. Подписал обращение в суд исполняющий обязанности главы администрации Федор Любанин. Однако суд в иске отказал.

СЕНТЯБРЬ, 6
ТВ «Полярные Зори»
В городе Полярные Зори (Мурманская область) в редакцию студии ТВ «Полярные Зори» пришел местный житель, который обвинил журналистов, использующих при видеосъемках летательный аппарат типа дрон, в незаконности таких действий и создания угрозы для людей. В ходе беседы с редактором телеканала гражданин угрожал присутствующим физической расправой. Итогом разговора стал вызов наряда полиции. Мужчина имел явные признаки алкогольного опьянения, поэтому прибывшие на студию полицейские предложили ему проехать в отделение полиции для дачи показаний, а также в медсанчасть для прохождения медицинского освидетельствования. На эти предложения бунтарь ответил отказом, оказав при этом сопротивление задержанию. После непродолжительной борьбы полицейские скрутили нарушителя и поместили в патрульный автомобиль. Сотрудники телеканала дали письменные объяснения участковому полиции.

СЕНТЯБРЬ, 7
Евгения Соколова
Фигурант громкого дела о гонках «золотой молодежи» с полицией Руслан Шамсуаров оскорбил журналистку в здании Гагаринского суда Москвы. Когда девушка у входа в зал заседаний подошла к сыну вице-президента «ЛУКойла» и попыталась задать ему несколько вопросов, тот неожиданно выхватил у нее мобильный телефон, после чего положил его на лестницу. Кроме того, он высказал в адрес журналистки ряд оскорблений. «В суде мы увидели, что он стоит около лестницы, я подошла к нему, чтобы спросить его позицию насчет обвинения. Он резко выхватил у меня телефон, опустил его на лестницу, начал меня толкать, пихать и высказываться очень грубо в моей адрес. Он за руку начал меня отталкивать, говорить своим друзьям – «уберите ее, уберите», «отойди от меня, пошла вон, не надо ничего писать». Я не могла отреагировать, потеряла дар речи», – рассказала корреспондент РАПСИ Евгения Соколова. В рамках дела Шамсуарова и его приятелей проходило первое судебное заседание по существу. На скамье подсудимых, помимо самого сына топ-менеджера, еще и два его приятеля: Виктор Узков и Абдувахоб Маджидов. В конце мая они на Mercedes Gelandewagen пытались скрыться от сотрудников ДПС. Перед этим молодые люди спровоцировали полицейских, демонстративно нарушив ПДД, а в ходе погони вели трансляцию в интернете, оскорбляя стражей порядка.

СЕНТЯБРЬ, 7
Вахит Ниязов
Инцидент случился в селе Царицыно (Омская область), куда на встречу с избирателями прибыл кандидат в депутаты от «Единой России» Хабулда Шушубаев, регулярно избираемый в Заксобрание и намеревающийся занять там кресло в четвертый раз. С этими намерениями каким-то образом совмещаются возбужденные против него уголовные дела по статьям «хищение чужого имущества в особо крупном размере», «незаконное получение кредита, причинившее крупный ущерб», «мошенничество с использование служебного положения в крупном размере». Такие обвинения были предъявлены народному избраннику управлением СК РФ по Омской области в апреле прошлого года, что не помешало ему год спустя одержать победу на «единороссовских» праймериз. Обманутыми остались, по данным следкома, более 300 дольщиков плюс к тому за обвиняемым числится более миллиарда рублей невозвращенных банковских кредитов. Получить свои квартиры дольщики «Ясной поляны», поверившие депутату от главной партии Шушубаеву и его соратнику экс-губернатору Полежаеву (убедительно говорившему по ТВ про «социальный микрорайон» и разрезавшему ленточку) не могут уже 8 лет. Незадолго до визита кандидата - депутата в Царицыно одна из дольщиц «Ясной поляны» приковала себя наручниками к общественной приемной президента РФ. Корреспондент Первого городского телеканала Вахит Ниязов приехал в село заранее, чтобы спросить у Шушубаева, как он собирается решать проблемы яснополянцев и, в частности, той женщины, решившейся на столь отчаянный шаг. Вопрос Шушубаеву не понравился, и он стал выкручивать журналисту руку, в которой тот держал микрофон. Корреспонденту удалось отстоять имущество, и законодатель, взяв себя в руки, отправился в зал, где его ждали избиратели. Журналист пошел следом, на ходу задавая вопросы, но у входа в помещение ему преградил дорогу другой слуга народа - помощник депутата, он же и депутат Калачинского горсовета от той же партии Александр Овчаренко. Он оттолкнул Вахита Ниязова, нанес ему несколько ударов, в том числе по лицу. От сильного толчка сотрудник ПГТК ударился головой о стену, после чего, по его словам, потерял ориентацию в пространстве, Овчаренко вырвал у него микрофон и выкинул его на улицу. Помощник защищал своего шефа от лишних вопросов с такой страстной уверенностью в своей правоте, с какой отстаивают истинные ценности, которые, вероятно, у Хабулды Шушубаева есть: приехал он на встречу с селянами, рассказывает Ниязов, на «огромном черном внедорожнике». Когда инцидентом занялась полиция, водитель этого автомобиля, не стесняясь присутствия и видеокамеры, направленной на него, сказал журналисту, что «еще встретится с ним», и он «ответит за все». Габариты мужчины таковы, что корреспонденту, пожалуй, есть чего опасаться. Медики Калачинской райбольницы зафиксировали у журналиста и ушибы мягких тканей лица. 12 сентября управлением СКР в отношении Александра Овчаренко возбуждено уголовное дело по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). К уголовным делам ему, впрочем, не привыкать: ранее, сообщают омские СМИ, он уже был судим за семь преступлений по статьям «присвоение или растрата с использованием служебного положения» и «злостное неисполнение судебного решения».

СЕНТЯБРЬ, 7
Газета «Московский комсомолец» в Воронеже»
Александр Ягодкин
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд Воронежа оставил в силе решение, которым исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» о защите деловой репутации были частично удовлетворены. Поводом для иска стала публикация под названием «Хроники коммунального ограбления», напечатанная в газете «Московский комсомолец» в Воронеже». Ответчиком по делу выступали ООО «Редакция Региональных медиа-программ» (учредитель издания) и автор публикации Александр Ягодкин. Текст спорной статьи содержал критику деятельности компании-истца. Однако руководство ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» посчитало, что материал содержит недостоверные и порочащие сведения о деятельности предприятия. 27 июня Арбитражный суд Воронежской области частично удовлетворил требования истца. Суд посчитал порочащими и недостоверными две фразы: «Межрегионгаз» с фантастической наглостью продолжал отключать системы жизнеобеспечения добросовестным плательщикам Воронежа, и никакие законы или аудиторы Deloitte ему были не указ»; «Больше того, в декабре 2012-го владельцы пригрозили, что вырубят Воронеж на Новый год, если долги им не погасят; 26 котельных «Воронежтеплосети» из 69 уже вырублены, а скоро перекроют газ и остальным, взяв население в заложники» (см. монитор за июнь 2016 года). Суд постановил опровергнуть спорные высказывания, как в печатной, так и в электронной версии издания. Кроме этого, с ответчиков были взысканы солидарно расходы на лингвистическую экспертизу (15 340 рублей) и государственную пошлину (3 тыс. рублей). В апелляционной жалобе, которая в итоге была оставлена без удовлетворения, представитель ответчиков Екатерина Зубань указывала на неоднократные нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Так, например, суд проигнорировал наличие основания для освобождения ответчика от ответственности, в частности, в связи с тем, что спорная публикация была основана на информации, размещённой на официальном сайте прокуратуры Воронежской области. Важно отметить, что достоверность спорных сведений ранее была установлена в судебном порядке и подтверждена последующими судебными решениями. Сторона ответчиков ходатайствовала перед судом оказать содействие в сборе указанных документов. Суд отложил рассмотрения данного ходатайства. В последующих судебных заседаниях и вплоть до вынесения решения по делу оно так и не было рассмотрено. «Поскольку суд полностью проигнорировал данное ходатайство, ответчики были лишены возможности ссылаться на важные документы, послужившие фактологической основой при написании публикации и в полной мере обосновывать свою позицию», - рассказывает Екатерина Зубань. Но в том факте, что суд первой инстанции фактически связал стороне ответчиков руки, чем нарушил состязательность сторон, судебная коллегия не нашла никаких нарушений. Как заявили ответчики, они не намерены обжаловать определение арбитражного суда об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы.

СЕНТЯБРЬ, 8
Газета «Новый Липецкий репортёр»
Портал «LipetskMedia.ru»
В Советском районном суде Липецка состоялось заседание по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации индивидуального предпринимателя Алексея Гончарова к газете «Новый Липецкий репортёр» и порталу «LipetskMedia.ru». Поводом для иска послужил материал «Культура под надёжной крышей», опубликованный в газете «Новый Липецкий репортёр» летом прошлого года и материал «Что скрывается под Колорфестами в Нижнем парке?», размещённый на сайте «LipetskMedia.ru» и являющейся фактически дословным воспроизведением первого материала. Спорные публикации были посвящены популярному фестивалю красок «Колорфест», который проходил летом прошлого года в Липецке. Организатором фестиваля являлся истец. В спорных материалах автор подверг критике качество организации мероприятия: указал на ненадлежащий уровень пожарной безопасности, на давку в толпе, на то, что участники фестиваля курили в запрещённых местах. Автор материала сделал предположение о том, что, возможно, представители ЛГБТ-сообщества использовали фестиваль как площадку для массовой встречи и фотосессии. Также в материале было отмечено, что истец «проводит сомнительные мероприятия в Липецке не первый год». Например, журналист указал, что в 2012 году Гончаров организовал вечеринку под названием «3,14ZDEЦ лету», куда допускались лица исключительно с 12 до 18 лет. Старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова, представляющая интересы портала «LipetskMedia.ru», считает, что издание должно быть освобождено от ответственности на том основании, что авторство материала принадлежит корреспонденту «Новый Липецкий репортёр», а они лишь продублировали материал на своём ресурсе, о чём было сделано указание (ссылка на первоначальный источник). В своём исковом заявлении истец указал, что в спорных публикациях содержатся недостоверные и порочащие его сведения. Также истец указал на нарушение его права на изображение в связи с тем, что ответчики в своих публикациях разместили его фотографии без согласия. Что интересно, в качестве диффамационных сведений истец указал не отдельные фразы, а фактически весь материал. «После прочтения материала у истца сложилось впечатление, что его относят к представителям ЛГБТ-сообщества. И, по его заявлению, это порочит его честь и достоинство», - рассказывает Светлана Кузеванова, которая на судебном заседании пыталась разъяснить стороне истцов, что с юридической точки зрения носит порочащей характер, а что – нет. Суд потребовал у истца уточнить, чьи честь и достоинство были ущемлены – индивидуального предпринимателя Гончарова или физического лица Гончарова, т.к. из искового заявления это не понятно. Получив на руки возражения со стороны ответчиков, истец попросил суд отложить разбирательство для того, чтобы детально ознакомиться с их позицией. Истец также указал, что, возможно, он будет ходатайствовать о проведении лингвистической экспертизы.

СЕНТЯБРЬ, 8
Газета «Моё побережье»
Из года в год растущие цены на полиграфические услуги и удушающее налоговое бремя вынуждают снижать тираж и объем газеты «Моё побережье» (Хабаровский край), и при этом вязнуть в долгах. Если раньше газета выходила на десяти полосах, то есть на пяти листах тиражом 4.5 тысячи экземпляров, то сейчас в целях экономии затрат на печать её объем всего три листа тиражом 2 тысячи. Только печать этих трех черно-белых листов формата А 3 сейчас стоит 12 040 рублей (в 2012 г. – 8 600р.; в 2014 г.-10 500р.) - это по расценкам не самой дорогой типографии, что находится в соседнем районе, в городе Советская Гавань. Несмотря на расстояние, приходится раз в неделю нанимать машину и ездить за десятки километров, чтобы доставить очередной свежий выпуск в редакцию. Есть в поселке Ванино и своя типография, что называется в шаговой доступности, но полиграфические услуги в ней еще дороже. Разумеется, кроме расходов на печать, еще нужны средства на зарплату, на связь, бензин, на различного рода обязательные отчисления, в том числе и налоги. Сейчас очень модным стало привлекать инвесторов в свободные порты Дальнего Востока. В Хабаровском крае статус свободного получил и порт Ванино, чему региональные власти придают огромное значение. «Опережающее развитие Ванинского района напрямую зависит от успешной реализации нового экономического режима» - было заявлено с высоких трибун. Теперь в свободный порт завлекают инвесторов льготой, благодаря которой они будут освобождены от налогов на прибыль и на имущество на 5 лет, чтобы им было комфортно работать в таком формате. Уже определены первые потенциальные резиденты - перевозчики угля за рубеж, лесозаготовители и рыбодобытчики. Между тем, местных здесь налогом просто душат. Правда, не всех. Для сравнения: всего 8% по упрощенной системе налогообложения платят те предприятия, что занимаются вывозом бытовых отходов, сбором лома, производством резиновых и пластмассовых изделий, охотой и обработкой древесины, и т.д. Зато маленькая редакция газеты «Моё побережье», хоть и не гонит за кордон лес и не торгует красной икрой, но, помимо отчислений в ПФР, ФОМС и т.п., еще и обложена налогом 15% в ФНС…

СЕНТЯБРЬ, 9
СМИ Карелии
По идее, работа органов представительной власти не может быть закрытой от избирателей. Оттого советы депутатов и называются представительной властью, что люди (депутаты), попадающие туда представлять интересы граждан, должны каждое своё решение принимать гласно, чтобы избирателям была понятна логика их голосования. Однако в Кондопожском горсовете (Республика Карелия) уже не единожды случается казусы, когда журналистам запрещается фиксировать происходящее на сессиях. Нельзя вести аудиозапись. Запрещается фотографировать, и уж тем более, осуществлять видеозапись. Точнее, всё это можно делать, но лишь с разрешения депутатов. Если они проголосуют за то, чтобы журналист мог на сессии вести аудиозапись и фотографировать, тогда есть возможность исполнять редакционное задание. Правда, ручку с блокнотом на сессии пока ещё не отбирают. Журналист интернет-журнала «Черника» А. Владимиров, не согласившись с таким запретом, обратился в районную прокуратуру, требуя разобраться, соответствует ли регламент Кондопожского городского совета Федеральным законам «О СМИ» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Кондопожская районная прокуратура, изучив нормативный акт городского совета, пришла к выводу: он противоречит федеральному законодательству и должен быть исправлен. Протест на регламент совета депутатов городского поселения, ограничивающий права граждан на информацию, уже внесён в орган представительной власти и в ближайшее время депутаты обязаны отредактировать текст регламента горсовета.

СЕНТЯБРЬ, 9
СМИ Омска
С начала будущего года попасть на заседания омской мэрии смогут не все журналисты, имеющие профессиональные удостоверения, а лишь немногие, избранные ею. Постановлением главы города Вячеслава Двораковского в горадминистрации вводится аккредитация представителей СМИ. Притом ее условия - весьма жесткие. В частности, для получения аккредитации пишущей братии нужно представить, кроме кучи формальных бумаг («копии учредительных документов средства массовой информации, свидетельства регистрации, устава редакции» и т.п.), еще и «последний номер печатного издания». Для чего? Чтобы определить степень его лояльности городской власти? «Основаниями для отказа в аккредитации или отзыва аккредитационной карты» являются, в частности, «отказ редакции поместить опровержение на публикацию, не соответствующую действительности», «некорректное поведение журналиста на заседании, совещании, мероприятии». «Соответствие действительности», как известно, установить может только суд, которому редакция не имеет никакой возможности отказать, из чего следует, что чиновники, вероятно, будут сами, минуя судебные инстанции, определять, соответствует ли опубликованный материал их реальности. «Некорректным» же может оказаться, к примеру, неудобный для них вопрос. Аккредитованным представителям СМИ предъявляется, помимо вежливости, еще множество разных требований: например, они должны приходить в горадминистрацию в «чистой одежде», «соблюдать деловой стиль одежды», «правила пожарной безопасности, тишину» - чтоб ни внешне, ни в поведении их нельзя было отличить от сотрудников мэрии. Фотографы и операторы не могут снимать, что попало в объектив, а должны придерживаться для съемки «строго обозначенных мест». Корреспонденты обязаны согласовывать с городскими чиновниками не только тексты их интервью, но и прилагаемые к ним фотографии – чтобы слугам народа нравилось, как они выглядят в печати. Ну, и так далее. В общем, в храм городского самоуправления журналисты должны входить с трепетом и желательно – с благоговением. Полномочия Вячеслава Двораковского истекают в июне 2017 года. Очевидно, это постановление он подписал под будущего мэра, отличие которого от всех предшествующих ему градоначальников в том, что он будет избран не населением: его выберет конкурсная комиссия, куда войдут представители горсовета и облправительства. Отметим, что нынешнего мэра весь период его правления с июня 2012 года могли ругать все СМИ, кому ни лень, кроме газеты, учредитель которой – мэрия. Видимо, логика постановления об аккредитации такова: если следующий глава города будет неподотчетен народу, а назначаем и контролируем только слугами его, то и не стоит с ним, то есть с населением численностью 1 миллион 200 тыс. человек, особенно церемониться: о деятельности новой мэрии они будут узнавать от журналистов, аккредитованных в ее пресс-службе, только хорошие новости, а те, кто сообщает плохие, не будут иметь прямого доступа к сведениям о принимаемых ею решениях. Происхождение этого постановления – скорее всего, не омское. Полтора месяца назад такое же – почти один к одному было принято в Петрзаводске. Оно по отношению к СМИ даже еще жестче: к примеру, если журналист в течение полугода не освещает работу горадминистрации, он лишается аккредитации - долгих пауз в потоке радостных вестей из мэрии быть не должно. Подписала документ сити-менеджер Петрозоводска Ирина Мирошник, пришедшая на смену законно избранному мэру Галине Ширшиной, которая устроила в городе чуть ли не переворот, поставив слуг народа на место, соответствующее их званию. Начала с отмены собственной инаугурации, посчитав расходы на нее неоправданными, затем объявила, что мэрия открыта для всех: любой горожанин мог присутствовать на ее планерках, открытый on-line совет вовлекал петрозаводцев в управление городом и т.п. При этом отменила «золотые парашюты» для городских чиновников и депутатов Петросовета. За год правления Ширшиной в период кризиса зарплата на городских предприятиях в среднем повысилась на 4%, а цены на общественном транспорте снизились с 17 до 10 рублей (за счет роста наполняемости троллейбусов доходы муниципального перевозчика выросли на 12%), что было совсем уже невообразимо. Долго терпеть подобное слуги народа не смогли, и 25 декабря прошлого года проголосовали за досрочную отставку градоначальницы. После чего жизнь в Петрозаводске вернулась в прежнюю колею: в республиканских и местных СМИ, критиковавших Ширшину, которая экономила на агитпропе, теперь преобладают хорошие новости.

СЕНТЯБРЬ, 10
Все СМИ
В Санкт-Петербурге делегация представителей ФИФА и оргкомитета «Россия-2018» посетила стадион на Крестовском острове, на котором состоятся матчи Кубка конфедераций-2017 и чемпионата мира-2018. В рамках этого визита комиссия уже посетила арены в Лужниках, Саранске и Ростове, и всякий раз журналистам разрешали пройти в чашу стадиона. Однако в Санкт-Петербурге присутствие прессы запретили, сославшись на решение заказчика объекта.

СЕНТЯБРЬ, 11, 22
Идрис Юсупов
Журналист дагестанского издания «Новое дело» Идрис Юсупов обжаловал свою постановку на профилактический учет, а также потребовал наказать виновных. Соответствующие обращения направлены в Следственный комитет, Генпрокуратуру, МВД и главе президентского Совета по правам человека, передает корреспондент «Кавказского узла». Юсупов во время поездки в Москву 11 сентября был трижды остановлен силовиками и узнал от них, что теперь находится на профучете. Пользователи соцсетей выразили поддержку журналисту и раскритиковали практику массовой постановки уроженцев Кавказа на профучет. В Дагестане активно применяется практика постановки жителей республики на профучет. Как отмечают правозащитники, зачастую на такой учет людей ставят необоснованно, основываясь, например, на том, что человек носит бороду, или ходит в мечеть. Участники проходившего 27-28 июня в Москве круглого стола полагают, что практика постановки мусульман на профучет на фоне безнаказанности силовиков приводит не к стабилизации ситуации на Северном Кавказе, а, напротив, к радикализации молодежи. Журналист Юсупов 22 сентября направил заявления в Следственный комитет РФ, в Генеральную прокуратуру России, к председателю Совета по правам человека при президенте РФ, а также Главное управление собственной безопасности МВД России с просьбой отменить постановку его на профучет как религиозного экстремиста, а также привлечь к ответственности лиц, причастных к его постановке на этот учет. «Религиозным экстремистом я не являюсь, какой-либо экстремистской деятельностью, в том числе определенной Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», не занимаюсь», - написал Юсупов. Он отметил, что какие-либо правонарушения или антиобщественное поведение с его стороны не допускались, как до момента постановки на учет 12 августа 2016 года, так и после этого. «Ни один из сотрудников... не ознакомил меня с информацией о причинах постановки на профилактический учет как религиозного экстремиста, с материалами постановки на учет, с нормативными правовыми актами, постановка на профилактический учет необоснованна», - пояснил корреспонденту «Кавказского узла» Юсупов. Он подчеркнул, что постановкой его на профучет и дальнейшими действиями со стороны силовиков были допущены нарушения его прав.

СЕНТЯБРЬ, 12
ТВ 2
Группа российских журналистов обратилась с открытым письмом к президенту РФ в защиту томской телекомпании ТВ 2. Они выразили возмущение «продолжающимся не первый год издевательством» над нею со стороны «самых разных уровней власти». Представители СМИ отмечают, что ТВ 2 – одна из старейших негосударственных телекомпаний страны и одна из немногих, реализующих гарантированное Конституцией РФ право на свободу слова. Но происходящее с ТВ 2 свидетельствует о том, что в реальной жизни никому такое право не гарантировано – ни журналистам, ни их читателям, слушателям и зрителям: больше года назад самый популярный в Томске телеканал был, как известно, отключен от эфира, после чего компании было отказано в лицензии на кабельное вещание, и на радио – под предлогом «недостаточности» доказательств отсутствия у ее главного редактора двойного гражданства, хотя все надлежащие справки были Роскомнадзору представлены, о чем не раз сообщалось в дайджестах ФЗГ. Авторы открытого письма обращают внимание главы государства на то, что «все эти события происходят в преддверии выборов в Государственную думу РФ», и просят его «дать поручение разобраться в действиях чиновников относительно телеканала, ликвидировать злоупотребления полномочиями и добиться привлечения виновных к дисциплинарной ответственности». Обращение опубликовано на сайте COLTA.RU. Подписали его не только московские журналисты, но и работающие в других регионах страны – от Калининграда до Бурятии. Среди подписавшихся есть и представители вполне лояльных нынешней власти СМИ. Вряд ли стоит надеяться, что ее высшее руководство на эту петицию как-то отреагирует (ранее им было проигнорированы 14 тысяч подписей томичей, переданных в администрацию президента). Однако ее появление означает, что журналистское сообщество в нашей стране все-таки еще есть, и, значит слова, записанные в Конституции РФ, свой смысл еще окончательно не утратили.

СЕНТЯБРЬ, 12
Газета «Возрождение Урала»
Помощники челябинского депутата Госдумы Валерия Гартунга пытались помешать сотрудникам газеты «Возрождение Урала» допечатать дополнительный тираж спецвыпуска. Об этом главный редактор издания Константин Бурков рассказал порталу «Челябинск сегодня». «Мы решили допечатать спецвыпуск газеты, потому что часть тиража была изъята из мест продаж, кроме того, помощники Валерия Гартунга почистили от нашей газеты почтовые ящики в Еманжелинске и Копейске», - объяснил Бурков. По словам главреда издания, официальный заказ на печать дополнительного тиража издания был размещен в ОАО «Челябинский дом печати». Но в ночь на 12 сентября, когда началась печать газеты, в цех пытались ворваться неизвестные люди, которые потребовали остановить работу станков и выдать им уже отпечатанные экземпляры. При этом, по словам Буркова, ворвавшиеся были в сопровождении людей в форме работников полиции и Госавтоинспекции, но никаких документов сотрудники правоохранительных органов не предъявляли. Остановить работу предприятия они требовали, ссылаясь на то, что являются помощниками депутата Госдумы Валерия Гартунга и что газета, которую отправили в печать, признана экстремистской. «Начальник цеха, не увидев никаких документов, позволяющих пустить визитеров внутрь или приостановить работу, отправил гостей восвояси. Они ушли, но обещали вернуться. И вот сегодня в восемь часов утра на крыльце ожидали все те же помощники Гартунга с теми же полицейскими или людьми, под них маскирующимися», - рассказал главный редактор «Возрождения Урала». Помощников депутата пустили в цех. По словам Буркова, они несколько часов ходили по цеху и каждые 15 минут пересчитывали количество отпечатанных экземпляров газеты. Но, когда к Дому печати подъехали распространители, пришедшие не мешали им загружать тираж газеты в машины, но при этом записали номера автомобилей. Константин Бурков признался, что этот ход со стороны гостей оказался неожиданным, и редакция не может предположить, что еще им ждать от помощников Гартунга. Ранее Валерий Гартунг обвинил журналистов газеты «Возрождение Урала» в клевете. Недовольство депутата вызвал выпуск издания № 35, посвященный поддержке конфликтующих с депутатом журналистов. При этом один из журналистов считает, что Гартунга напугала публикация воспоминаний бывшего пресс-секретаря губернатора Челябинской области, из которой следует, что депутат во время чеченской кампании 90-х годов поддерживал боевиков.

СЕНТЯБРЬ, 12
Газета «Наш Октябрьский район»
Бывший вице-мэр Дегтярска (Свердловская область) Александр Предеин сообщил, что он обнаружил фейковое издание газеты «Наш Октябрьский район» и листовки.

СЕНТЯБРЬ, 12
Газета «Известия»
Мария Кандаурова
Иск авиакомпании «Руслайн» к газете «Известия» о защите деловой репутации о взыскании компенсации в размере 1 млн рублей отклонен. Как сообщает РАПСИ, среди ответчиков по делу выступало само издание, ООО «Айньюс» и Мария Кандаурова, автор статьи, которая вызвала у авиаперевозчика претензии. Инцидент произошел в январе 2015 года после публикации заметки под заголовком «Летчики и стюарды все чаще попадаются пьяными». По мнению «Руслайн», информация, указанная в публикации, порочила честь, достоинство и деловую репутацию компании. В частности, в статье говорилось, что «…общественность не раз будоражили авиационные катастрофы с участием пьяных членов экипажа. В июне 2011 года под Петрозаводском разбился Ту-134 авиакомпании «РусЛайн», жертвами стали 47 из 52 человек на борту. Причиной трагедии было названо выполнение полета штурманом в состоянии легкой степени алкогольного опьянения». Авиакомпания указала, что распространенные сведения являются заведомо ложными, недостоверными и подрывают доверие граждан к истцу, поскольку воздушное судно типа Ту-134 не эксплуатируется перевозчиком с 2010 года, рейс в Петрозаводск в июне 2011 года на данном типе не выполнялся; ни одной авиакатастрофы у истца нет. «Суд же отклонил иск компании, указав, что «Руслайн» не доказал факт распространения ответчиком сведений об истце в сети Интернет. В дело не представлены надлежащим образом оформленные доказательства, подтверждающие факт распространения сведений об истце. Так, в суд представлены обычные листы бумаги формата А4 с информацией, достоверность размещения которой не удостоверена надлежащим образом и, соответственно, не может служить доказательством по делу», - передает РАПСИ. Кроме того, в решении суда говорится, что сведения соответствуют действительности. Согласно информации других СМИ, самолет Ту-134А-3 авиакомпании «РусЭйр» с бортовым номером RA-65691 выполнял рейс по маршруту Москва - Петрозаводск по заказу авиакомпании «Руслайн». Катастрофа произошла в неблагоприятных метеоусловиях неподалеку от деревни Бесовец. Погибли 47 человек. В рамках расследования уголовного дела установлено, что причиной авиакатастрофы стали системные ошибки. При этом штурман, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, допустил нарушение условий, порядка и правил выполнения захода на посадку, указал суд в решении.

СЕНТЯБРЬ, 12, 28
Павел Лобков
В центре Москвы избили и ограбили известного российского журналиста Павла Лобкова. Как сообщает Life, инцидент был зафиксирован на 4-й Тверской-Ямской улице утром, когда Лобков гулял с приятелем Владимиром Афромеевым. В полицию обратился знакомый журналиста. По его словам, двое мужчин внезапно набросились на Лобкова и стали его избивать. После этого хулиганы отобрали у журналиста смартфон и кошелек. По факту нападения на телеведущего уже возбуждено уголовное дело по статье «Разбой». Павел Лобков - известный российский журналист и телеведущий, работал на петербургском Пятом канале, НТВ. В настоящее время Лобков работает одним из основных обозревателей телеканала «Дождь». Через два дня столичные правоохранители задержали подозреваемого в нападении на Павла Лобкова. Об этом Лайфу сообщили в пресс-службе ГУ МВД по Москве. Как сообщили представители УВД ЦАО, в Москве был задержан 21-летний молодой человек, который напал на Павла Лобкова и его друга на 4-й Тверской-Ямской улице. Подозреваемый уже был ранее осуждён за кражу и находился в розыске за угон автомобиля. Гражданин Беларуси Александр Шелоник предстанет перед судом за нападение на известного российского журналиста и телеведущего Павла Лобкова, сообщила 28 сентября прокуратура Москвы. «Тверская межрайонная прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 21-летнего неработающего гражданина Беларуси Александра Шелоника. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного п.п. "а, г" ч. 2 ст. 161 Уголовного кодекса России (грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья)», - говорится в сообщении, размещенном на сайте прокуратуры Москвы. По версии следствия, в ночь на 12 сентября 2016 года Шелоник с сообщниками, уголовное дело в отношении которых выделено в отдельное производство, на 4-ой Тверской-Ямской улице напал на журналиста и его знакомого. Избив прохожих, нападавшие похитили у них личное имущество, в том числе деньги и мобильные телефоны, общий ущерб составил более 67 тысяч российских рублей, говорится в сообщении. «Данное уголовное дело направлено в Тверской районный суд Москвы для рассмотрения по существу. В отношении обвиняемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу», - сообщили в прокуратуре.

СЕНТЯБРЬ, 13
Надежда Гонгелева
В Карелии суд восстановил в должности редактора газеты, уволенного главой района. Лахденпохский суд пришел к выводу, что чиновник не мог единолично уволить руководителя районного СМИ. Судебный процесс, связанный с увольнением редактора газеты «Призыв» Надежды Гонгелевой, закончился ее восстановлением в должности. Также суд принял решение о выплате Гонгелевой компенсации. С 13 сентября редактор «Призыва» сможет вернуться на свое рабочее место. По словам медиа-юриста Елены Пальцевой, которая помогала уволенной Гонгелевой в подготовке иска, это был не просто трудовой спор. Пальцева считает, что процесс показал, что в соответствии с законом редакция СМИ обладает профессиональной независимостью, а администрация района не вправе принимать кадровые решения, игнорируя права остальных соучредителей издания. «У Надежды Гонгелевой должность совмещенная - директор-главный редактор. А это означает, что при увольнении необходимо руководствоваться не только Трудовым кодексом РФ, статья 278 которого позволяет уволить руководителя без объяснения причин, но и Законом РФ «О средствах массовой информации», - пишет Елена Пальцева в своем блоге media-urist.ru. Причиной увольнения Надежды Гонгелевой стала публикация о местном бизнесмене Вячеславе Великодворском. По мнению Гонгелевой, бизнесмен имеет влияние на главу администрации района Владислава Вохмина. Предположительно, по его просьбе Вохмин и звонил Гонгелевой с требованием снять материал, а затем принял решение об увольнении (см. монитор за август 2016 года). В защиту Гонгелевлой выступил Союз журналистов Карелии, опубликовавший специальное заявление. Кроме того, СЖ обратился в прокуратуру республики с просьбой проверить факты, изложенные в публикации «Призыва» о деятельности Вячеслава Великодворского.

СЕНТЯБРЬ, 13
«Новая газета»
Олеся Шмагун
Роман Анин
Басманный суд Москвы в качестве обеспечительной меры по иску обязал «Новую газету» и журналистов Романа Анина и Олесю Шмагун не публиковать переписку старшего партнера адвокатского бюро «Кворум» Андрея Павлова. Иск подан Павловым 8 сентября. Он требует от журналистов уничтожить его переписку, которая попала в их распоряжение незаконным путем, а также настаивает на компенсации в размере двух миллионов рублей. По словам Павлова, о том, что у журналистов есть его переписка, ему сообщили сами Шмагун и Анин и попросили прокомментировать содержание писем. По словам Павлова, он потребовал от журналистов не публиковать переписку, но они ответили, что получили ее от третьих лиц. В иске Павлова утверждается, что нарушено его право на тайну переписки, нарушена тайна связи и адвокатской тайны, а также закон о персональных данных. При этом переписка Павлова пока не опубликована. Павлов утверждает, что «Новая газета» планирует на основе переписки адвоката опубликовать расследование о некоторых уголовных делах, которые ведет МВД. Как рассказала «Медузе» Олеся Шмагун, «Новая газета» действительно готовит расследование, которое в том числе касается и адвоката Павлова. Шмагун и Анин встречались с Павловым и дали ему возможность представить свою позицию в связи с расследованием. Павлов дал комментарии журналистам, а также говорил, что ему неприятна такая публикация, и он хотел бы, чтобы Шмагун и Анин отказались от этой темы. «Мы воспринимаем это как способ защиты со стороны Павлова. Иск беспрецедентный. Он пытается засудить нас до публикации. Мы будем обжаловать обеспечительные меры», - рассказала Шмагун. Андрей Павлов известен как участник арбитражного процесса по делам фирм, принадлежавших фонду Hermitage Capital, но затем переоформленных на мастера по приему пиломатериалов Виктора Маркелова. Павлов, как он сам ранее рассказывал «Новой газете», представлял в судах интересы Маркелова. Павлов утверждал, что действовал строго в рамках закона. На сайте «Русские неприкасаемые», посвященном расследованию хищения 5,4 миллиарда рублей через возврат налогов фирмам фонда Hermitage Capital, утверждается, что Павлов неоднократно путешествовал вместе со следователем Павлом Карповым, фигурантом «дела Магнитского» и, как утверждается в расследовании бывших коллег Сергея Магнитского, одного из ключевых организаторов хищения 5,4 миллиарда рублей. Олеся Шмагун и Роман Анин участвовали в расследованиях на основе «панамских архивов», которые публиковала «Новая газета».

СЕНТЯБРЬ, 13
СМИ Краснодара
В Краснодаре активисты «Гринпис» отказали ранее аккредитовавшимся журналистам в посещении пресс-конференции, посвященной участившимся пожарам на территории региона. «В редакцию гостелерадиокомпании «Кубань» «зеленые» прислали публичное приглашение на пресс-конференцию, посвященную проблеме пожаров в крае. Однако за полчаса до начала конференции, нам пришел отказ в аккредитации. Причем, юридически не обоснованный. В качестве причины природозащитники указали недоверие к нашим материалам», - сообщается в эфире телеканала. В СМИ пояснили, что в приглашении никаких специальных требований к аккредитации, ровно как и доказательств недостоверности ранее обнародованного репортажа не было. Помимо этого, часть представителей других медиа Краснодарского края в конференц-зал не пустили, без объяснения причин, передает телеканал «Кубань 24».

СЕНТЯБРЬ, 13
Газета «Утро Петербурга»
В Санкт-Петербурге изъяты две пачки газет «Утро Петербурга». Газета вышла с материалом о том, что депутат Милонов подарил городу мост Кадырова сознательно. Газета не является черным пиаром, а все изложенное в статье является позицией редакции. Главный редактор газеты «Утро Петербурга» Дарья Евсеева уточнила, что в «газели», которая перевозила «черные» агитационные материалы про депутата Виталия Милонова, действительно было две пачки газеты «Утро Петербурга». Госпожа Евсеева сообщила, что в газете «Утро Петербурга» подлинные материалы, соответствующие мнению редакции. Газета опубликовала материал под названием «Невыученные уроки: шанс все исправить». На фото Виталия Милонова в центре материала размещена надпись: «Я подарил вам мост Кадырова».

СЕНТЯБРЬ, 13
«Коммерсант»
Апелляционный суд оставил без изменений решение об отказе в иске НКО АО «Лидер» (оператор платежной системы «Международные денежные переводы Лидер») к АО «Коммерсантъ». Отказав, таким образом, НКО в компенсации в размере 1 миллиона рублей. Как сообщает РАПСИ, московский суд отклонил иск компании, в котором она просила признать не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию сведения, содержащиеся в статье «Балтика перетекает в «Енисей». Банки сливают бизнес без объединения», размещенной в газете «Коммерсантъ» 18 ноября 2015 года, а также на сайте издания. Истец пояснял, что АО «Лидер» не имеет собственников с ПАО АКБ «Балтика» и не зависит от других кредитных организаций и юридических лиц. Опубликованные сведения не соответствуют истине, являются информацией, негативно характеризующей работу истца с кредитными организациями. В свою очередь суд проанализировал спорные фрагменты материала и пришел к выводу, что утверждения «Коммерсанта» являются оценочными суждениями и выражением субъективного мнения автора.

СЕНТЯБРЬ, 13
Газета «Совершенно секретно»
Редакция издания «Совершенно секретно» отрицает, что причастна к печати и распространению газеты с нелицеприятной информацией о кандидате в Госдуму по 206-му Тушинскому одномандатному округу (Москва) Дмитрии Гудкове, передает ТАСС. Распространение газет с порочащими кандидата от «Яблока» сведениями началось в Москве в минувшие выходные. По данным агентства, издание было оформлено в стилистике газеты «Совершенно секретно» с копированием дизайна «шапки» и указанием сведений, совпадающих с реальными данными СМИ. «Газета, фотографии из которой Вы прислали, к нам не имеет никакого отношения. Сейчас идет проверка по данному вопросу», − ответила заместитель гендиректора ООО «Совершенно секретно-Ньюпресс» Ирина Савушкина на письмо одной из жительниц района Митино. По словам юриста Петра Карманова, представителя штаба Гудкова, активисты предвыборного штаба всегда вызывают полицию, если замечают на улице распространителей сомнительного издания. При этом он отметил, что раздача такой печатной продукции является незаконной агитацией, так как издание не содержит информации о том, по заказу какого кандидата или партии и за счет какого избирательного фонда осуществлялась печать, не названа также аккредитованная типография.

СЕНТЯБРЬ, 14
Владимир Иванов-Ардашев
В Хабаровском крае редактор «Приамурского казачьего вестника» Владимир Иванов-Ардашев уволился из-за разноса, который ему устроил учредитель газеты атаман Владимир Степанов. Недовольство учредителя вызвал тот факт, что редактор придал гласности раскол в казачьей среде, комментируя ситуацию на страницах и сайтах других СМИ. «Я высказывал свое частное мнение, причем в других СМИ. А хоть бы и в своем! Во время предыдущих подобных разговоров я уже говорил атаману, что согласно Закону «О СМИ», учредитель имеет право сменить редактора, но не имеет права вмешиваться в дела СМИ, - объяснял свой уход из газеты, которую он возглавлял три года, опытный газетчик, писатель и краевед. – Это, конечно, вызывало неудовольствие, но не до такой степени. А тут мой начальник взъярился, никогда не видел таким. Впрочем, это наше казачье дело, и больше посвящать в детали конфликта не собираюсь. Просто решил оставить должность редактора газеты «Приамурский казачий вестник». А атаману Степанову желаю поскорее найти опытного редактора, который будет куда терпеливее выслушивать его пожелания».

СЕНТЯБРЬ, 14
Матвей Фляжников
Съемочная группа «Открытого канала»
В Саратове перед приездом мэра Москвы Сергея Собянина журналисты отправились к аэропорту. На месте дежурили сотрудники полиции. Сначала к журналистам не было никаких претензий, но люди в штатском попросили журналистов «Открытого канала» и фотокорреспондента «Газеты недели в Саратове» Матвея Фляжникова отойти подальше. Однако затем в ситуацию вмешались сотрудники полиции. Конфликт полицейских с журналистами едва не закончился задержанием представителей СМИ. На видео с камеры корреспондента «Газеты недели в Саратове» Матвея Фляжникова и съемочной группы «Открытого канала» видно, что сотрудник полиции вел себя довольно агрессивно. Он отказался представляться и сообщил журналисту, что в отделении без составления протокола тот может провести три часа. По словам Матвея Фляжникова, сотрудник полиции заявил, что журналист не похож на свою фотографию в паспорте. После того, как фотокорреспондента подвели к машине, внимание полиции привлек оператор «Открытого канала», от которого также потребовали выключить камеру. «Выключите камеру и все. Не нужно. Говорят, запрещено, значит, запрещено», - заявил правоохранитель, голос которого попал на видеозапись. На замечание оператора «Открытого канала», что съемка проходит в общественном месте сотрудник полиции потребовал у оператора аккредитацию. «С какой целью вы осуществляете съемку сотрудников полиции? Вы корректируете чьи-то действия? Всё, вы меня уже достали. Выключай свою камеру, я тебе говорю. Вы сейчас уедете туда», - заявил так и не представившийся подполковник и попытался отобрать у журналиста камеру. Главные редакторы «Газеты недели в Саратове» и «Открытого канала» Дмитрий Козенко и Елена Иванова обратились в Следственное управление СКР по региону и областную прокуратуру с заявлением, в котором просят дать правовую оценку инциденту и установить личности пытавшихся задержать журналиста людей.

СЕНТЯБРЬ, 15
Пресса Южно-Сахалинска
Поминки по газетному киоску. Именно так называется статья на «Сахкоме», анализирующая причины исчезновения газетных киосков. Но по порядку: поводом для репортажа с улиц Южно-Сахалинска послужил отказ сотрудников городской и областной библиотек выдать журналисту подшивку одного еженедельника. В городской библиотеке объяснили это тем, что денег не хватает на подписку всех местных изданий, а в областной - что у них «не комплект» издания. И что теперь, лететь в Москву (или Вашингтон) в национальные библиотеки, где более щепетильны к изданиям и, значит, истории? Как вообще достают свежий номер газеты те, кто не пользуется Интернетом, а по привычке читает бумажную версию? Доставка по подписке сходит на нет, ведь «ждать свежую газету к утреннему чаю от «Почты России» - это так же реально, как общаться, не будучи в дурдоме, с марсианами». Поэтому остаётся розница. Куда она доставляется? Журналист прошелся по Южно-Сахалинску. Он увидел, что уничтожили две газетные палатки на площади у Чехов-центра. А ведь народ любит побродить в сквере у театра, в погожий день приятно на лавочке газетой пошелестеть. Но сейчас осталось «тупо взирать на умных ворон и глупых голубей». У перекрёстка Мира - Пограничная было три (а ещё раньше и четыре) газетных ларька, сегодня - ни одного. Коммунистический проспект тоже зачистили, убрав, последнюю газетную точку на подступах к кинотеатру «Октябрь». На улице Ленина целую серию киосков снесли давно, городские власти пообещали поставить новые, современные павильоны, но они так и не появились. В городском парке культуры и отдыха имени Юрия Гагарина ни одного киоска. Несовременные? Уродуют облик города? Чей-то «изысканный вкус вдруг смутила провинциальная радужность журнальных стеллажей»? Зато фруктово-овощных павильонов и палаток, торгующих зачастую гнилым товаром – пруд пруди, некоторые «усаживаются» прямо на газоны. И почему-то руководитель департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка Южно-Сахалинска господин Бандюков не торопится их сносить. По просьбе редакторов и читателей печатных СМИ больная тема – купить газету в привычном и доступном месте - была рассмотрена даже на последнем заседании президиума сахалинского отделения Союза журналистов России. Руководитель агентства архитектуры и градостроительства Сахалинской области Семён Вялкин заверил журналистов, что киоски, продающие газеты и журналы, вернутся на проспект Мира Южно-Сахалинска. Причем современные, двух или даже трех видов. Но почему телега оказалась впереди лошади, почему нельзя было в островной столице сначала дождаться поступления новых киосков, а потом уже сносить старые, Вялкин ответить затруднился.

СЕНТЯБРЬ, 15
Новгородское областное отделение СЖР
Новгородское областное отделение Союза журналистов России узнало о том, что вскоре организации придется освободить офис в здании Дома печати. Уведомление союз получил по почте от директора ОГАУ «Агентство информационных коммуникаций» Анатолия Гусева. В его письме сообщается, что «законодательством не предусмотрена возможность предоставления имущества области в безвозмездное пользование общественным организациям», оно может быть предоставлено только в аренду. «При этом ОГАУ «АИК» не заинтересовано в заключении нового договора и планирует использовать данное помещение для собственных нужд», - цитирует письмо Гусева еженедельная газета «Новгород». Председатель правления Новгородского СЖР Ольга Ларина видит в этом решении политические мотивы. «В решении директора государственного медиахолдинга о выселении независимой организации журналистов из Дома печати я вижу политические мотивы. Домжур представляет собой свободную дискуссионную площадку, на наши пресс-клубы приглашаются самые разные спикеры, звонят и приходят те, кто уже безрезультатно стучался «во все двери». В Домжуре могут работать те наши коллеги, у которых нет собственных офисов или возможности арендовать их», - объяснила она. Также она напомнила о «попытке рейдерского захвата» организации в декабре 2014 года, когда в руководство Новгородского областного отделения СЖР «пытались пропихнуть людей, более лояльных политике регионального правительства». «К сожалению, даже соглашение, впервые подписанное между Новгородским союзом журналистов и правительством Новгородской области в августе 2014 года, не стало точкой отсчета для начала конструктивного сотрудничества с властями региона: команда губернатора Митина записала нашу организацию в списки оппозиционеров. Очевидно, сейчас мы пожинаем плоды нашей самостоятельности», - заявила Ларина.

СЕНТЯБРЬ, 16
Сайт организации «Голос»
В организации «Голос» предупредили о возможном появлении ложной информации на фейковых ресурсах в единый день голосования, 18 сентября. О сайте-двойнике сообщили в пресс-службе «Голоса». «В преддверии дня голосования в интернете появились фейковые аккаунты «Голоса». Они имитируют резервный канал связи нашего движения», - сообщил собеседник агентства. Отмечается, что поддельный сайт зарегистрирован в зоне EU (http://golosinfo.eu/) и он полностью дублирует сайт «Голоса». Также под него был создан фейковый Twitter. В поддельном Twitter сообщается: «Осталось всего четверо суток до выборов. Напоминаем, что это наш резервный аккаунт на случай блокировки основного». В пресс-службе подчеркнули, что «Голос» не имеет никакого отношения к этим ресурсам. И предположили, что основная идея создания фейков – «в день голосования заспамить или отключить наши аккаунты и подменить на фейковые, на которых будет размещаться ложная информация от имени «Голоса». Движение «Голос» - организация по общественному наблюдению за выборами. Она занимается методическим оснащением участников избирательного процесса, поддерживает работу федеральной горячей линии и ряда сервисов, фиксирующих нарушения на выборах. Движение было учреждено в 2013 году активистами приостановившей свою деятельность ассоциации «Голос».

СЕНТЯБРЬ, 15
Виталий Кармазин
В Красногорске (Московская область) во время проведения съемок в типографии, где печаталась контрафактная учебная литература, нападению подверглась съемочная группа программы «Вести. Дежурная часть». В потасовку с журналистами вступили охранники предприятия. Травмы получил корреспондент Виталий Кармазин. Ранее следственные органы ГСУ СК РФ по Москве возбудили уголовное дело по факту изготовления в этой типографии контрафактной учебной литературы. В ходе обысков в самой типографии и трех складских помещениях были изъяты более 30 тысяч экземпляров поддельных учебников. Общий ущерб правообладателям оценивается в 15 миллионов рублей. Двое фигурантов дела уже находятся под домашним арестом, рассказала официальный представитель МВД РФ Ирина Волк. Журналисты программы «Вести. Дежурная часть» приехали в Красногорск, чтобы пообщаться с руководством компании, однако диалога не получилось. Как только съемочная группа появилась на проходной, к ним подошли охранники, стали препятствовать съемке, хватать за руки и применять силу. Нападавшие попытались разделить группу – оператора вытолкнуть за территорию предприятия, а корреспондента блокировать в цехе. В итоге Виталий Кармазин получил несколько царапин, охранники порвали ему рубашку и повредили камеру, передает телеканал «Россия 24».

СЕНТЯБРЬ, 15
Сайт газеты «Мой район»
Председатель Территориальной избирательной комиссии №1 Ольга Нечаева 15 сентября не явилась на предварительные слушания по собственному иску к сайту газеты «Мой район» (MR7.ru). Нечаева в конце апреля 2016 года подала к редакции сайта иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. В материалах интернет-издания («Опять те же лица», «Горизбирком сформировал 30 ТИКов», «Честные выборы обеспечат фальсификаторы») она нашла якобы порочащие ее сведения и потребовала их удалить и опровергнуть. Опубликованная ответчиком информация, по мнению истицы, содержит недостоверные утверждения о допущенных ей нарушениях избирательного законодательства, сопряженные с обвинениями в фальсификации избирательных документов и итогов голосования. В доказательство своей позиции Нечаева в иске процитировала фрагменты материалов, которые она считает не соответствующими действительности. Финансовых требований истица не выдвинула. Предварительное слушание по делу было назначено на 15 сентября 2016 года. Однако заседание не состоялось по причине отсутствия истицы или ее представителя, сообщил главный редактор MR7.ru Сергей Ковальченко. Слушание перенесли на 3 ноября.

СЕНТЯБРЬ, 15
Газета «Московский комсомолец»
По сообщению программы «Вести Иркутск», волна чёрного пиара нарастает перед днем голосования. Нечестные технологии используют как против кандидатов-одномандатников, так и против партий. Распространяют их по всей Иркутской области. «Буквально вчера полиция изъяла тираж газеты в 60 000 экземпляров «Проигранная партия», до этого было два поддельных выпуска «Московского комсомольца», два выпуска газеты «За здоровый образ жизни», - говорит политеческий обозреватель Андрей Антоненков.

СЕНТЯБРЬ, 16
Газета «Ведомости»
Ринат Сагдиев
Останкинский суд Москвы обязал газету «Ведомости» уничтожить весь сохранившийся тираж выпуска со статьей о доме главы «Роснефти» Игоря Сечина. Об этом сообщает агентство «РБК». Вдобавок к этому издание должно удалить аналогичную статью со своего сайта. Каких-либо материальных претензий к «Ведомостям» не предъявлялось. Расследование «Ведомостей» о строительстве Игорем Сечиным дома в Барвихе было опубликовано 20 июля 2016 года. В статье говорится, что глава «Роснефти» владеет участком площадью три гектара в центре нового поселка на Рублевке. По данным «Ведомостей», рядом расположены участки детей Сечина - Ивана Сечина и Инги Каримовой. Глава «Роснефти» счел приведенные в статье сведения ложными и пожаловался на вмешательство журналистов в его личную жизнь, о чем и заявил в иске (см. монитор за август 2016 года). Юристы Сечина пояснили, что такая публикация могла выйти в печать только с согласия самого истца. «Не должно быть праздного любопытства, на какие средства живет человек. Если есть сомнения в законности чьих-либо доходов и расходов, то нужно обращаться в компетентные органы, они разберутся», - добавили они.

СЕНТЯБРЬ, 16
Андрей Горелов
Журналист портала «Виртуальная Выкса» (Нижегородская область) Андрей Горелов сообщил о нападении на него. Информацию об инциденте он озвучил в видеообращении, которое размещено в Интернете. По словам репортера, нападение произошло после того, как он заснял на видео встречу с избирателями политика Ильи Яшина. Сама встреча сопровождалась провокациями со стороны оппонентов, которые привезли туда навоз в кузове машины. Нападение случилось, когда Андрей Горелов уже подошел к подъезду своего дома. «Два человека в балаклавах затолкали меня в машину, вывезли в лес, изъяли карту памяти, немножко побив меня», - рассказал журналист. По навыкам этих людей репортер предположил, что это могли быть сотрудники силовых органов, обученные задержаниям. Стоит отметить также, что похитившие его люди обозвали журналиста «предателем».

СЕНТЯБРЬ, 17
«Областная газета»
В Свердловской области снова появились фейки «Областной газеты». На этот раз фальшивый выпуск в своем почтовом ящике обнаружила корреспондент «ОГ» Елена Абрамова. «В субботу, накануне выборов, открывая почтовый ящик, корреспондент «ОГ» не поверил своим глазам, увидев «Областную газету» - ненастоящую», - рассказывает журналист в своем материале. По словам Абрамовой, на первый взгляд, фальшивка имеет типичное для «Областно газеты» оформление с небольшими погрешностями и отличный от оригинального формат. На первой полосе - материал под заглавием «Кто наживается на здоровье жителей Екатеринбурга». Он и еще один текст подписаны именами реальных сотрудников «ОГ», которые, как говорит Абрамова, не имеют отношения к этим материалам. Другие указанные авторы, по ее словам, в редакции газеты не работают. Кроме того, она указывает на ошибку фальшивогазетчиков на четвертой полосе: там вместе фамилии указано «Автор автор». «Среди выходных данных названия и адреса типография, где печаталось это нелегальные издание, конечно, нет», - сообщает Абрамова и предупреждает читателей, что коллектив «Областной газеты» не имеет никакого отношения «к этой агитке». Впервые о подделке «Областной газеты» ее редакция узнала 12 сентября. В фальшивом выпуске неизвестные агитировали за депутата Заксобрания Илью Гаффнера. «Областная газета» - общественно-политическое издание, выходящее в Свердловской области. Издается с 1990 года. Учредители издания - губернатор и Законодательное собрание Свердловской области. В ней часто публикуются нормативные правовые акты области, которые после этого вступают в силу.

СЕНТЯБРЬ, 18
Газета «Полиция России»
Тираж ежемесячной газеты «Полиция России» за сентябрь изъят из всех отделений МВД по стране. Причиной оказалось интервью со скандально известным полковником Дмитрием Захарченко на страницах издания. Материал готовился к выпуску задолго до ареста замначальника управления «Т» МВД России. Не исключено, что номер был сверстан еще до ареста Захарченко, и потому попал на страницы свежей газеты. Журналисты выяснили, что в материале Захарченко рассказывал о том, что «топливно-энергетический комплекс и горнодобывающая промышленность стали экономической основой государства и криминализация этих отраслей является одной из главных угроз экономической и политической безопасности России». Противодействие криминализации этих отраслей, по словам Захарченко, одно из важнейших направлений работы его ведомства. Напомним, что дело в отношении Захарченко завели утром 9 сентября. Вскоре его «приняли» на спецпарковке. В салоне авто (полковнику машина не принадлежит) были найдены крупные суммы денег. Позже состоялся обыск в квартире его сводной сестры Ирины. Оказалось, что в четырехкомнатной квартире в новостройке одна из комнат переоборудована под сейф. На ней был установлен кодовый замок. За дверью оказалось 8,5 миллиардов рублей в валюте.

СЕНТЯБРЬ, 18
Денис Коротков
В Санкт-Петербурге сотрудники полиции приняли решение составить протокол на корреспондента «Фонтанки» в связи с незаконным получением бюллетеней для голосования. Корреспондент Денис Коротков получил бюллетени в Кировском районе на участке 616 по своему паспорту за другого человека в рамках журналистского эксперимента, чтобы выявить «карусель». В школу на Ленинском проспекте была вызвана полиция, корреспондента задержали и доставили в 64 отдел. Позднее сотрудники полиции отпустили Дениса Короткова. Главный редактор онлайн-издания «Фонтанка» Александр Горшков сообщил НСН: «Дело закончилось тем, что нашего журналиста отпустили. В его отношении будет составлен протокол об административном правонарушении по статье 5.22 КоАП РФ («Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме»). Максимальная санкция по данной статье предусматривает штраф в размере 3,5 тысячи рублей». Однако, добавил он, журналисты «Фонтанки» не согласны с таким решением и намерены его обжаловать.

СЕНТЯБРЬ, 18
СМИ Санкт-Петербурга
В Санкт-Петербурге журналистов пытались удалить из помещения для голосования на избирательных участках 616 и 617, сообщило общественное движение «Наблюдатели Петербурга». По данным наблюдателей, на этих участках были обнаружены не прошитые списки избирателей. В начале дня сообщалось о нескольких случаях запрета на ведение фото- и видеосъемки на участках, однако позднее часть этих сообщений не подтвердилась.

СЕНТЯБРЬ, 18
Сергей Кагермазов
Елизавета Белова
BBC
«Росбалт»
«Фонтанка»
В Санкт-Петербурге сотрудники полиции и чиновники вытолкали группу журналистов из фойе администрации Василеостровского района, где располагается ТИК № 2, и внесли туда пакет бюллетеней из УИК 182. «Все произошло очень быстро, не могу точно сказать, кто именно пострадал. Полицейский спросил, вы кто, мы представились, попросили его показать удостоверение. Затем он очень быстро показал свое, я не запомнила, как его зовут, и попытался выхватить аккредитационное удостоверение Сергея Кагермазова, корреспондента сайта MR7.ru», - рассказала Лениздат.Ру журналист «Агентства бизнес новостей» Елизавета Белова. Затем, по словам Беловой, сотрудник полиции добавил: «Вам сказали уходить, вот и уходите», и начал выталкивать представителей прессы из здания. «Только что меня, BBC, АБН, «Росбалт», «Фонтанку» и кандидата Вавилину полиция за шкирку вышвырнула из фойе администрации Васильевского района», - написал на своей странице в Facebook Сергей Кагермазов. По его словам, журналисты вместе с председателем УИК 182 пытались попасть в администрацию района, чтобы проконтролировать, куда заносили пакет с бюллетенями. По данным представителей СМИ, наиболее активное сопротивление им оказали сотрудники администрации по фамилям Ляпакин и Нерчук. Выдворенные из ТИКа сотрудники СМИ настаивают, что не совершали никаких противоправных действий и просто выполняли свою работу. По мнению корреспондента MR7.ru, действия полиции можно расценить как нарушение статьи 144 УК РФ о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналиста.

СЕНТЯБРЬ, 18
СМИ Санкт-Петербурга
Представители общественного движения «Наблюдатели Петербурга» сообщили о нарушениях законодательства на УИК № 183. В частности, активисты рассказали, что на участок не пускали журналистов. В информационном центре Центризбиркома РФ для работы в ходе выборов аккредитованы почти 1,5 тысячи журналистов, представляющие 154 СМИ. Как уточнили в ЦИК, в том числе 85 иностранных редакций.

СЕНТЯБРЬ, 18
Информационное агентств «Блокнот – Волгодонск»
Информационное агентств «Блокнот – Волгодонск» разместило в ленте новостей сообщение о нарушении прав журналистов на выборах в Госдуму. Сотрудница «Блокнота», имеющая аккредитацию на выборах (фамилия не указывается) сняла на видео лежащие на столах карандаши, спросив членов комиссии, на каком основании они нарушают правила проведения выборов. Центризбирком издал специальное постановление, запрещающее использовать на избирательных участках карандаши, которые часто использовались для фальсификаций. К журналисту подошла председатель УИК И. Королева и сказала, что снимать можно только в специально отведенном месте. Глава комиссии отказалась предъявить закон, в котором был бы обозначен такой запрет. Причина отказа проста - такого закона просто не существует. Вести фото- и видеосъемку имеют право не только аккредитованные журналисты, но вообще любой гражданин Российской Федерации. Мешать наблюдению и фиксации происходящего на участках члены УИК и сотрудники полиции не имеют никакого права. Исключением является лишь сама кабинка для голосования. Председатель УИК проконсультировалась по телефону и признала свою ошибку, съемка была продолжена.

СЕНТЯБРЬ, 18
СМИ Краснодара
По сообщению «Краснодарской правды», в Краснодаре на избирательный участок 23-38 не пускали члена территориальной избирательной комиссии, доверенное лицо кандидата и журналиста. Председатель отказывается предоставлять для ознакомления списки избирателей, в том числе и выездные.

СЕНТЯБРЬ, 18
Владимир Роменский
Полиция выставила журналиста телеканала «Дождь» Владимира Роменского с территории избирательного участка 1848 в Москве. Корреспондент вместе с оператором пытался проверить информацию о возможных фальсификациях. Однако журналистов не пустили на участок. Отказавшийся представиться мужчина преградил путь Роменскому и его коллеге. После этого дежуривший там майор полиции вызвал наряд автоматчиков в шлемах, которые отказались представляться и предъявлять документы. Они силой выгнали корреспондента и оператора из школы, после чего все двери там были закрыты. Как сообщает «Дождь», член комиссии с правом совещательного голоса Павел Балаченков рассказал, что в сейфе обнаружились помеченные бюллетени. Предполагается, что с их помощью должны были «вбрасываться» голоса за «Единую Россию». По словам Балаченкова, члены комиссии уведомили об этом ТИК, и после приезда ее представителей был составлен соответствующий акт.

СЕНТЯБРЬ, 18
Газета «Известия»
Николай Корнацкий
Бывший сенатор и экс-владелец «Моего банка» Глеб Фетисов через суд требует от газеты «Известия» опровержения статьи, где его имя связывают с убытками, понесенными создателями фильма «Вий», сообщила РИА Новости пресс-секретарь Тверского суда Москвы Анастасия Дзюрко. Ответчиками по иску заявлены редакция интернет-издания «Известия.ру», газета «Известия» и журналист Николай Корнацкий. Поводом для обращения в суд стала публикация под названием «Создатели фильма «Вий» требуют с несостоявшихся продюсеров 430 млн рублей». В ней говорится, что кинокомпания «Российская Фильм Группа» «понесла убытки из-за Глеба Фетисова и Олега Тетерина, которые обещали стать инвесторами картины». Автор добавляет, что взятые на себя обязательства Фетисов якобы нарушил. «Истец просит суд признать распространенные сведения не соответствующими действительности и обязать ответчика разместить опровержение», - отметила Дзюрко.

СЕНТЯБРЬ, 19
Газета «Родная земля»
ИА «Хакасия» помогло сотрудникам общественно-политической газеты Боградского района в Хакасии получить зарплату. Именно по информации 19rus.info, как сообщается на сайте республиканской прокуратуры, прокуратура инициировала проверку на предмет возможной задолженности. И результат не заставил себя долго ждать, информация подтвердилась. «29.08.2016 в новостной ленте ИА «Хакасия» была размещена информация о задолженности по оплате труда перед работниками районной газеты «Родная земля». По результатам проведенной проверки выяснилось, что по состоянию на 29.08.2016 в МАУ РРГ «Родная земля» имелась просроченная задолженность по заработной плате перед 8 работниками в размере 363 тысячи рублей за период май – июль текущего года», - сообщается на сайте ведомства. По итогам проверки главный редактор издания получил представление с требованием незамедлительно ликвидировать долги, после чего необходимая сумма на выплату зарплаты сразу же нашлась. В отношении главного редактора МАУ РРГ «Родная земля» возбуждено дело об административном по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Материалы проверки направлены для рассмотрения в Госинспекцию труда республики.

СЕНТЯБРЬ, 20
Денис Шайкин
В Курске совершено нападение на журналиста и издателя газеты «МК Черноземье» Дениса Шайкина. На выходе из отдела полиции № 1 УМВД Курска, куда он прибыл по приглашению следователя и в сопровождении адвоката, издатель стал жертвой нападения со стороны сотрудников ГИБДД. Не предъявив никаких документов, полицейские попытались силой посадить журналиста в патрульную машину, в итоге ему были нанесены телесные повреждения. В результате нападения Шайкин попал в больницу с закрытой черепно-мозговой травмой, подозрением на сотрясение мозга и многочисленными повреждениями кожных покровов лица и рук. В распоряжении редакции оказались видеозаписи, на которых применение силы со стороны сотрудников правоохранительных органов отчетливо видно. Редакция связывает нападение с расследованием, которое было опубликовано в газете «МК Черноземье» в отношении первого заместителя начальника УМВД по Курской области Виктора Сидорова. Автор статьи Денис Шайкин указывает на то, что в действиях высокопоставленного полицейского прослеживается нарушение сразу нескольких законов. Кроме того, со дня на день должна последовать реакция от федерального руководства МВД в ответ на запросы редакции в связи с опубликованным расследованием. Очень удобно именно сейчас «выключить» журналиста из этого дела, считают в редакции.

СЕНТЯБРЬ, 20
Газета «Тувинская правда»
Газета «Риск»
По сообщению газеты «Риск», в Туве правительство сначала выкупило прямо в типографии весь тираж «Тувинской правды» с программой кандидата от оппозиции В. Салчака, а затем через неделю изъяла такой же тираж из всех ларьков «Тувапечати», чтобы газета не попала к избирателю. Также правительственные чиновники по всей республике пачками скупали газету «Риск».

СЕНТЯБРЬ, 21
Сайт Пермского регионального правозащитного центра
Ленинский районный суд Перми начинает рассмотрение по существу судебного иска Главного краевого управления МВД РФ к Пермскому региональному правозащитному центру: полиция требует опубликовать на интернет-сайте ПРПЦ свой ответ на статью «Заявителям в полиции отказывают и припугивают». Этот материал за авторством сотрудника ПРПЦ Татьяны Кротовой был ранее размещён на сайте общественной организации. Статья посвящена неадекватным действиям полиции в связи с вовлечением малоимущих пермяков в мошенническую схему, когда они открывали по просьбе мошенников банковские счета, в результате чего на доверчивых граждан «повесили» миллионные налоги. Материал, написанный на основе конкретных данных, показывает, что Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции Управления МВД РФ по Перми не проявляет никакого энтузиазма при проведении проверок по заявлениям пострадавших и отказывается возбуждать уголовные дела. Татьяна Кротова, лично присутствовавшая при взятии объяснений у подзащитных ПРПЦ, убедительно доказывает, что полицейские провели лишь видимость работы. Впоследствии это было косвенно подтверждено тем, что прокуратура Перми отменила вынесенные постановления об отказе в возбуждении уголовных дел как незаконные и необоснованные. В своём исковом заявлении полиция сообщает, что в связи с размещением материала проведена служебная проверка, и нарушений служебной дисциплины со стороны сотрудников полиции не установлено. «Следовательно, размещённая статья содержит информацию, которая ведёт к искажению восприятия реально произошедшего события, факта… и такое опубликование нарушает права, свободы и охраняемые законом интересы ГУ МВД России по Пермскому краю», - буквально говорится в поданном исковом заявлении. Ранее краевое управление МВД в досудебном порядке просило Правозащитный центр опубликовать полицейский ответ на статью Татьяны Кротовой, однако получило отказ. «Мы изучили присланный полицией текст, и по нашему мнению он совершенно не соответствует действительности, - говорит директор ПРПЦ Сергей Исаев. - Фактически это опровержение приводимых нами фактов, и опровержение несостоятельное. Почему мы должны его публиковать? Тем более, что ГУ МВД располагает собственными куда более мощными медийными ресурсами, они всегда могут опубликовать что угодно на собственном сайте». Неудовлетворённое отказом краевое полицейское руководство обратилось в суд, требуя от ПРПЦ публикации полицейского текста.

ИСК

СЕНТЯБРЬ, 21
Даниил Александров
Мировой суд в Санкт-Петербурге прекратил административное дело внештатного корреспондента «Медузы» Даниила Александрова, которого полицейские обвиняли в работе «без лицензии». Суд счел, что Александрову не следовало получать никакого разрешения для работы на «Медузу». Даниила Александрова задержали в Карелии 30 июня 2016 года, где он готовил репортаж о гибели детей на Сямозере (см. монитор за июнь 2016 года). Сотрудники полиции составили протокол о нарушении статьи 19.20 КоАП РФ («Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения»). Как рассказали «Медузе» в правозащитной организации «Агора», которая представляла интересы Александрова, в суде удалось доказать, что никакими нормативно-правовыми актами не предусмотрена какая-либо ответственность зарубежных средств массовой информации и корреспондентов за отсутствие аккредитации МИД РФ. В правилах аккредитации на сайте МИДа говорится только о сотрудниках иностранных СМИ, но ничего не сказано о внештатных авторах. Как отмечается в майском докладе ОБСЕ «Аккредитация иностранных журналистов в регионе ОБСЕ», если внештатному автору не требуются «привилегии» иностранного журналиста (например, получение многократных виз), аккредитация необязательна.

СЕНТЯБРЬ, 21
Павел Брыкин
Суд во Владивостоке рассматривает дело о нападении на журналиста «России 1». Об этом ТАСС сообщил представитель прокуратуры Приморского края. Сегодня будет зачитываться обвинительное заключение. Заседание суда проходит без потерпевшего и в закрытом для прессы режиме. Корреспондента программы «Дежурная часть» телеканала «Россия» Павла Брыкина избили, а также угрожали ему расправой в июне минувшего года, когда он готовил материал о деятельности мэра Владивостока Игоря Пушкарева, арестованного за злоупотребления должностными полномочиями и подкуп (см. монитор за июнь 2016 года). По подозрению в нападении на журналиста ВГТРК были задержаны двое охранников местного завода Олег Фецыч и Антон Таюрский. Оба находятся под домашним арестом.

СЕНТЯБРЬ, 21
Сайт еженедельника «Новое дело»
Сайт еженедельника «Черновик»
Сайт «Он Кавказ»
Сайт «Кавполит»
Роскомнадзор по Республике Дагестан (РД) в случае подготовки обращения со стороны пострадавших от блокировки порталов проведет профилактическую беседу с провайдерами, ограничившими доступ к сайтам еженедельников «Новое дело», «Черновик», информационно-аналитического портала «Он Кавказ», а также интернет-издания «Кавполит». Об этом корреспонденту «Кавполита» сообщили в ведомстве. Представители редакций полагают, что блокировка связана с публикациями на их сайтах многочисленных фактов и видеодоказательств грубых нарушений закона, допущенных в ходе проведения выборов 18 сентября. Связисты же на вопрос, почему препятствия посетить сайты независимых СМИ пришлись именно на день голосования и дни подведения итогов, ответить не смогли. Никаких решений о блокировке названных сайтов Роскомнадзор не выносил. В ответ на вопрос о причинах блокировки представитель одного из провайдеров подтвердил наличие такой «проблемы». «Сделано это не по нашей воле, - сказал он. - Произошла какая-то ошибка на сервере, в течение дня мы надеемся исправить ее». В то же время он не смог ответить на вопрос, почему ошибка коснулась этих трех изданий и по чьей воле она «произошла». Провести серьезную проверку по работе названных ранее провайдеров Роскомнадзор по РД может, лишь имея на руках официальные обращения заявителей. Собеседник «Кавполита» заявил следующее: «В случае обнаружения нарушений мы задокументируем все, чтобы у нас было достаточно оснований для выдачи предписаний и направления материалов в суд. Это может грозить нарушителям от предупреждения суда до выписывания административные штрафов в размере 30-40 тысяч рублей. Если ничего не зафиксируем – проведем профилактическую беседу».

СЕНТЯБРЬ, 21
Александр Сотник
Журналист Александр Сотник рассказал, что покинул Россию, так как «количество угроз переросло в качество». На своем канале Youtube он опубликовал обращение, в котором сообщает о причинах своего отъезда из России. В частности, он говорит, что получает большое количество угроз, поэтому и решил временно перебраться в Грузию. При этом он отмечает, что не эмигрирует, уезжает на время. «Незнакомый абонент с не определившимся номером позвонил мне и сообщил, что они готовы потерпеть меня еще до октября, после чего принято решение перевести меня в овощной отдел», - говорится в послании Сотника. Александр Сотник около пяти лет ведет на YouTube канал Sotnik-TV. В своих видео он неоднократно высказывался в поддержку Украины и выступал с критикой президента России Владимира Путина.

СЕНТЯБРЬ, 22
Медиа-группа «Урал-Информ»
Мотовилихинский районный суд Перми согласился с наказанием, назначенном для ООО «Медиа-группа «Урал-Информ» за нарушения трудовых прав журналистов. Компания, подконтрольная избранному 18 сентября депутатом Госдумы РФ Дмитрию Скриванову, оштрафована на 30 тыс. рублей за нежелание расплачиваться с уволенным работником. Юридически ООО «Медиа-группа «Урал-Информ» с 11 мая 2016 года принадлежит Андрею Медведеву. На него, жителя подмосковного Серпухова, теперь оформлен и контрольный пакет акций АО «Газета «Звезда». Фактическим владельцем этих и ряда других пермских СМИ считается бизнесмен Дмитрий Скриванов, избранный 18 сентября в Госдуму РФ по Кунгурскому одномандатному округу № 60. Как сообщал ФЗГ в дайджесте № 765, после прихода единоросса Д. Скриванова к контролю над местными СМИ журналисты и другие сотрудники вынуждены были обратиться за судебной защитой своих трудовых прав. В производстве Мотовилихинского районного суда Перми находится несколько исков от сотрудников ООО «Медиа-группа «Урал-Информ». Внеплановую проверку 6 июля провела государственная инспекция труда (ГИТ) по Пермскому краю. Выявив факты невыплаты заработной платы и компенсаций при увольнении, инспекция предложила в двухнедельный срок устранить нарушения. Поскольку предписание осталось неисполненным, медиа-группа 28 июля была оштрафована на 30 тыс. рублей. Директор компании Андрей Смирнов, который служил прежнему владельцу и сгодился новому, пожаловался в суд. И указал на сложное финансовое состояние. По его словам, долги накопил бывший учредитель Евгений Федосов. Недоимки имеются по налогам и сборам. Рассмотрев изложенные доводы, Мотовилихинский районный суд Перми счел их несостоятельными. В судебном постановлении от 22 сентября отмечено, что проверка ГИТ проводилась не в отношении бывшего собственника. А также сказано: «Объективных доказательств в подтверждение финансового положения ООО «Медиа-группа «Урал-Информ» в материалах дела не имеется». За три недели до этого Мотовилихинский районный суд Перми начал рассматривать требования о взыскании задолженности по зарплате, которые предъявили к ООО «Медиа-группа «Урал-Информ» С. Чирков, О. Соловьев и В. Черпаков. Представитель ответчика на предварительные слушания не явился. Очередные заседания были назначены на 3 октября. Бывший замдиректора по правовым вопросам этой компании Дмитрий Кажин сообщил ФЗГ, что тоже не получил жалованье за несколько месяцев и намерен судиться.

СЕНТЯБРЬ, 23
Ирина Шабалина
Коллектив газеты «Карабашский рабочий» (Челябинская область) обратился за поддержкой к своим читателям и к общественности, опубликовав обращение в соцсетях. Их беспокоит грядущая смена главного редактора издания. 30 сентября у Ирины Шабалиной заканчивается контракт с учредителями издания, а это АНО «Редакция газеты «Карабашский рабочий», ОГУ «Издательский дом «Губерния», администрация Карабашского городского округа. Прошел слух: власти не желают ее видеть главным редактором, на ее место прочат бывшую сотрудницу, работавшую когда-то в газете техничкой и рекламным менеджером. Недовольство в отношении главреда копилось в течение двух лет. В 2015 году газета опубликовала материал из местной больнички, в которой совершенно без всякого ухода, забытая медперсоналом, умерла старушка. Публикация вызвала большой резонанс. Кроме того, газета посмела процитировать высказывание главврача больницы, которая одобрительно высказалась о таких последствиях оптимизации здравоохранения, как закрытие роддома в Карабаше. Главврач И. Воронина немедленно подала иск в суд, потребовав признать комментарии депутатов в публикации (и свои же высказывания) не соответствующими действительности, обязать газету опубликовать опровержение и выплатить ей 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Вместе с журналистами ответчиками по делу стали и авторы комментариев. Два суда, районный и областной, в иске главврачу отказали. Затем главред провинилась тем, что предоставила место в газете для агитационных материалов всем кандидатам в Госдуму на равных условиях. «Решение заменить нашего главного редактора с 20-летним стажем работы корреспондентом-редактором принято в том числе из-за принципиальной позиции, которую занимала и занимает Ирина Шабалина», -пишут сотрудники издания. - Мы, коллектив издания, не хотим таких перемен, потому что знаем: ни к чему хорошему они не приведут. Мы намерены отстоять нашего редактора, присоединяйтесь к нам, вместе выдержим».

СЕНТЯБРЬ, 23
ВГТРК
Савеловский суд Москвы рассмотрит иск о защите чести и достоинства лидера Партии мира и единства Сажи Умалатовой о взыскании 10 млн рублей с телекомпании ВГТРК. Как сообщает «МК», иск связан с репортажем об экстрасенсе Евгении Давиташвили, известной как Джуна. Спорный сюжет вышел в эфир 12 июня 2016 года в программе «Вести недели». Собкор программы Борис Соболев взял для репортажа интервью у Джуны. В частности, была затронута тема получения целительницей, возможно, поддельных наград: Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда. «Якобы я, Сажи Умалатова, в начале 2000-х годов «одарила» Джуну данными медалями. В сюжете Соболев называет меня не иначе как «подругой Джуны» и «буйной коммунисткой», - указывает Умалатова в своем иске. В разговоре с «МК» она пояснила, что это ложь. «Я никогда с ней не дружила. Я очень избирательна в дружбе, у меня нет ни одной с ней совместной фотографии», - сообщила Умалатова. Сюжет она считает заказным. По ее словам, он специально подготовлен в период избирательной кампании и направлен лично против нее. Истица просит признать сведения, распространенные в телепрограмме, не соответствующими действительности и порочащими ее честь и достоинство, а также обязать ответчиков опровергнуть их и взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 млн рублей. В свою очередь Борис Соболев в беседе с «МК» заявил, что получил доступ к архиву Джуны и лично видел оспариваемые документы. «В своем сюжете я исходил из того, что собственными глазами видел и держал наградные документы Джуны в руках, на них стояла подпись Сажи Умалатовой. Также эти материалы видели мой редактор и операторы. Они зафиксированы на фото- и видеоносители. Эта информация всплыла только после кончины Джуны, поскольку при жизни она никому не позволяла затрагивать эту тему. Лично я не верю, что Джуна могла сама «нарисовать» эти документы», - рассказал Соболев.

СЕНТЯБРЬ, 23
Елена Налимова
Саратовское региональное отделение Союза журналистов России выступило с заявлением в связи с информацией о давлении помощника депутата Госдумы РФ Олега Грищенко Сергея Попова на информагентство «Стройсар». Как сообщает отделение СЖР, просьба дать оценку ситуации и вынести свое определение поступила от главного редактора ИА «Стройсар» Елены Налимовой. По информации СЖР, в телефонном разговоре с Налимовой Попов настоятельно рекомендовал не интересоваться имуществом Олега Грищенко и ничего не писать об этом в социальной сети Facebook. В противном случае, пишет Налимова в заявлении, Попов пригрозил уголовным преследованием. Запись телефонного разговора главред «Стройсара» разместила на YouTube. Она предполагает, что негативная реакция Попова вызвана её участием в дискуссиях на форумах и в Facebook, посвященных деятельности бывшего главы города и его выдвижению кандидатом в депутаты Госдумы. В разговоре с СЖР Попов не отрицал своего негативного мнения о публикации журналисткой, по его мнению, ложных сведений. Как сообщил союзу Олег Грищенко, он никаких распоряжений по этому поводу своему помощнику не давал и высказался против некорректного обращения с журналистами, особенно с женщинами. Он призывает журналистов не распространять непроверенную информацию. Олег Грищенко связывает возникший конфликт с предвыборными информационными технологиями: приписываемые ему коттедж и вертолет не входят в декларацию о его доходах. «Саратовское региональное отделение Союза журналистов России сообщает о том, что выступает против какого-либо насилия над журналистами - морального, физического, через запугивание, шантаж, оскорбление. Для нас нет запретных тем и неприкасаемых личностей, и мы осознаем свою ответственность. Мы также выступаем за честную журналистику, за публикацию достоверной информации», - заявил в заключении СЖР. Также союз напомнил, что те, кто не доволен или не согласен с публикациями в СМИ или выступлениями журналистов, могут обратиться в комиссию по информационным спорам в досудебном порядке, или в суд, как законопослушные граждане Российской Федерации.

СЕНТЯБРЬ, 23
Дмитрий Шевченко
В Горячем Ключе и Краснодаре, в доме и квартире, где проживает пресс-секретарь и заместитель координатора Экологической Вахты по Северному Кавказу Дмитрий Шевченко, прошли обыски. Обыски проводились сотрудниками Следственного управления Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю. Также следователи намеривались провести обыск в доме, где они предполагали обнаружить координатора Экологической Вахты Андрея Рудомаху, однако никого там не застали. Спецоперация началась в 6:30 утра. При этом в квартире пресс-секретаря Дмитрия Шевченко в Краснодаре были изъяты компьютер, фотоаппарат, флэшки и документы. Как выяснилось, обыски были проведены в рамках уголовного дела, которое возбуждено против Рудомахи и Шевченко по статье 128.1 Уголовного кодекса РФ («Клевета»). Их обвиняют в том, что они оклеветали депутата Госдумы Александра Ремезкова, сообщив от его «дачах» в селе Бжид (Туапсинский район) и в районе села Красносельского (Динской район). «Наша организация представила следственным органам убедительные доказательства того, что Ремезков действительно имеет отношение к этим дачам. Да что, собственно, искали следователи во время обысков, если статьи на эту тему по-прежнему размещены на сайте Экологической Вахты, а мы с Рудомахой не отрицаем, что являемся авторами этих публикаций?», - сказал корреспонденту ФЗГ Дмитрий Шевченко. Служебное рвение правоохранительных органов, возможно, объясняется тем, что герой статей – человек, безусловно, влиятельный. В 2015 году после публикации сведений о доходах депутатов Госдумы шестого созыва единоросс Дмитрий Ремезков оказался самым богатым из парламентариев Ростовской области и Краснодарского края – он задекларировал 331,37 млн. руб. годового дохода. До избрания в российский парламент Ремизков занимал посты заместителя по финансам и первого заместителя губернатора Краснодарского края, после чего возглавил совет директоров ОАО «Крайинвестбанк». А также был избран заместителем секретаря регионального отделения партии «Единая Россия», где отвечал за взаимодействие партии с финансовыми кругами и предпринимательскими структурами региона. Однако в преддверии новых выборов Ремезков вышел из «Единой России», и 18 сентября 2016 года был избран депутатом Государственной Думы седьмого созыва по федеральному списку партии «Справедливая Россия». Возможно, во время обыска в квартире пресс-секретаря Эковахты следователи искали документы, которые помогли бы понять, какими доказательствами о принадлежности элитной недвижимости на Черноморском побережье семье Ремезковых располагают авторы разоблачительных статей.

СЕНТЯБРЬ, 26
Съемочная группа программы «Ревизорро»
Ведущая телепрограммы «Ревизорро» Ольга Романовская и сотрудники чайханы «Хлопок» (Владивосток) написали друг на друга заявления в полицию. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу УМВД по Приморскому краю. В ведомстве рассказали, что в кафе «Хлопок», расположенном на улице Светланской, сработала кнопка тревожной сигнализации. Прибывший наряд вневедомственной охраны обнаружил на месте съемочную группу программы «Ревизорро», ведущая которой Ольга Романовская пожаловалась на нанесение ей телесных повреждениях. В свою очередь руководители заведения пояснили, что бывшая участница группы «ВИА Гра» вместе с оператором, не представившись, попытались прорваться на кухню чайханы. Помощник директора решил помешать журналистам и в результате якобы получил несколько ударов, на его теле остались ушибы и ссадины. Полиция проводит проверку по двум поступившим заявлениям. Ранее сообщалось, что в конце августа в Смоленске между сотрудниками кафе «Упитанный енот» и членами съемочной группы «Ревизорро» произошел конфликт с применением газового баллончика.

СЕНТЯБРЬ, 26
Газета «Наша Иртышская правда»
Редакция газеты «Наша Иртышская правда» (Омская область) добилась все-таки права публиковать фотоизображения предпринимателей и других людей (независимо от их статуса и влиятельности) без их согласия – если в текстах, иллюстрируемых этими снимками, речь идет о защите общественных интересов. Так сказано в законе «О персональных данных» - им и руководствовался областной суд при рассмотрении апелляционной жалобы на решение райсуда, обязавшего издание выплатить предпринимателю Арамису Крджоняну компенсацию «морального вреда» за использование его фото в материале «Большие стройки за большие взятки?» (см. монитор за июль 2016 года). Бизнесмен, напомним, не имея претензий к самой статье (где рассказывалось о том, что подряды на строительство школ он получил за «откаты» в сумме 219 тыс. руб.) оценил ущерб, причиненный его деловой репутации фотографией, сопровождающей эту публикацию (на которой директор школы ему вручает благодарственное письмо) в 100 тысяч рублей. Суд первой инстанции хоть и снизил заявленный истцом ущерб в 10 раз, но по сути признал, что дача чиновнику взятки не является фактом общественно значимым. Суд, где слушалось само это дело, напротив, счел, что значимость его весьма велика: он назначил Крджоняну за подкуп чиновника 7 лет лишения свободы условно и штраф в сумме 13 млн. рублей. Коллегия по гражданским делам Омского облсуда пришло к выводу, что решение нижестоящих коллег по иску предпринимателя неправомерно и оставила его без удовлетворения.

СЕНТЯБРЬ, 27
Съемочная группа УТВ
В Перми депутат Законодательного Собрания Пермского края Валерий Сухих сбежал от съемочной группы УТВ через черный ход. По словам журналистов, им пришлось целый час прождать депутата у дверей приемной председателя Законодательного Собрания. Все это время, по словам его помощников, у Валерия Сухих шло совещания. Спустя час их пустили в приемную, где секретарша сообщила им, что депутат покинул кабинет 20 минут назад. По мнению журналистов, которые не видели, как Валерий Сухих выходил через двери приемной, он, скорее всего, покинул кабинет через черный ход.

СЕНТЯБРЬ, 27
Григорий Пасько
В Барнауле в 11:25 по местному времени неизвестные напали на Григория Пасько - руководителя Содружества журналистов расследователей. Пасько участвовал в работе очередного семинара с местными молодыми журналистами-расследователями. Как сообщил сам Пасько на своей странице в Фейсбуке, в отделении полиции Барнаула он уже дал показания. Позже он написал, что ему выписали направление на медицинское освидетельствование. Г. Пасько рассказал «Эху Москвы» о нападении возле гостиницы «Улитка» на улице Короленко: «Они шли как бы мимо, два здоровых бугая, и когда мы поравнялись, один из них резко ударил меня в висок очень сильно, очень хороший такой, видимо, натренированный удар, и человечек был неслабый. Я упал на колено и встал в стойку… дальше ничего серьезного не происходило в плане драки. Но он мне сказал «уезжай из нашего города, мы тебя достанем». Вот, собственно, все. Потом я поехал в полицию, написал заявление и поехал на медосвидетельствование. В голове так шумит, удар был хороший, профессиональный, я бы сказал». «Алтапресс» сообщает, что после инцидента нападавшие сели в поджидавший неподалеку автомобиль и спокойно уехали. Журналист добавил: «Накануне этого инцидента, вчера точнее, на сайте барнаульском «Монависта» вышла статья какого-то Маевича, который пишет, что вот к нам приехал, мы будем тебя тут отслеживать, мы тебе тут вот устроим. Вот и заказчик, и исполнителей найти не трудно, и свидетелей было куча, но полиция почему-то не обрадовалась моему заявлению». Он также отметил, что накануне был первый день семинара, «и за всю эту историю семинаров многолетнюю, слушателей переписывала на входе в гостиницу полиция».

СЕНТЯБРЬ, 27
Сергей Пономарев
Корреспондент «Комсомольской правды» Сергей Пономарев обратился в московскую полицию с заявлением в ответ на угрозы убийством, которые поступают ему от мигрантов. На сайте «КП» 27 сентября была размещена публикация корреспондента этого издания Сергея Пономарева «Арийский синдром», в которой он рассказал о подробностях своего обращения на Петровку-38. В частности, автор, рассказывая о новой волне угроз, сообщает: «Ничем иным, кроме этакой политической реверберации, не могу объяснить странный феномен, когда в социальных сетях вдруг покатилась новая, вторая уже волна угроз в мой адрес. В связи с опубликованным еще в июле циклом репортажей «Таджикистан: из советского прозябания в светлое будущее». Ничего нового в этих угрозах нет: все та же нецензурная брань и все те же обещания сначала совершить со мной насильственные половые действия в извращенной форме, а потом зарезать или задушить. Разве что в угрозах появилось некоторое разнообразие форм. Например, некий Самир Джаборов, указавший, что живет в Москве, прислал мне аудиофайл, где вкрадчивым голосом спрашивает, не боюсь ли я, что меня могут в любое время убить. А началось это осеннее обострение с призыва некой Мадины Азизовой - он размещен в таджикской группе одной из соцсетей». Журналист, разместив полный текст своего заявления и талон-уведомление, указал, что заявление было официально зарегистрировано в дежурной части ГУВД по Москве (на Петровке, 38), и о результатах реакции правоохранителей редакция намерена информировать своих читателей.

СЕНТЯБРЬ, 28
Лениздат.Ру
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП) вновь не смог убедить суд в том, что публикация Лениздат.Ру помешала вузу заработать 2,15 млн рублей и нанесла урон деловой репутации еще на 3 млн рублей. Заседание Тринадцатого арбитражного апелляционного суда оказалось довольно коротким: в удовлетворении жалобы было отказано. Судебный конфликт между вузом и Лениздат.Ру начался в январе 2016 года. Тогда университет профсоюзов требовал у суда взыскать со СМИ 3 млн рублей в качестве компенсации нанесенного ущерба деловой репутации. Урон имиджу вуза якобы нанесла заметка 2014 года, где сообщалось о реакции активистов на информацию об отчислении 150 студентов. В числе претензий к учащимся руководство СПбГУП упомянуло поведение в социальных сетях, в частности в группе «Подслушано в СПбГУП». В публикации Лениздат.Ру приводился комментарий представителей движения «Весна», которые посчитали, что действия администрации вуза могут нарушать 29-ю статью Конституции, гарантирующую гражданам свободу слова. Позже исковые требования были изменены, и вуз стал надеяться еще и на возмещение так называемой «упущенной выгоды» в размере 2,15 млн рублей. В качестве доказательства будто бы понесенных убытков вуз представил некий договор, который был заключен между СПбГУП и компанией ООО «Стройкомплект». Организация в апреле 2016 года планировала отправить на обучение в университет профсоюзов двух своих сотрудников, однако вдруг передумала из-за заметки Лениздат.Ру двухлетней давности. Из материалов дела следует, что за обучение своих работников компания была готова заплатить 2,15 млн рублей. В мае 2016 года Арбитражный суд Петербурга отказал СПбГУП в удовлетворении материальных требований, признав публикацию Лениздат.Ру порочащей (см. монитор за февраль, май 2016 года). Университет с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. Однако во второй инстанции обосновать якобы понесенные убытки вузу также не удалось.

СЕНТЯБРЬ, 29
ГТРК «Поморье»
В Архангельске в кафе подверглись нападению сотрудники местной ГТРК «Поморье». Как сообщает портал «НД 29», корреспонденты сопровождали полицейских и работников прокуратуры, которые проверяли заявления жильцов на кафе «Абшерон». Жильцы окрестных домов постоянно жалуются на громкую музыку из заведения, пьяные драки и антисанитарию. Отмечается, что представитель заведения Арастун Меджидов появился спустя полчаса после прихода служб и был настроен недружелюбно. После проведенной проверки Меджидов начал кидаться на журналистов, чтобы помешать съемкам. В результате он сломал крепление фонаря на одной из камер. Меджидов был задержан и доставлен в отделение полиции. Выяснилось, что он уже знаком правоохранительным органам: не менее рьяно он защищал другое кафе - «У Петра».

СЕНТЯБРЬ, 29
РБК
Бывший шеф-редактор объединенной редакции РБК Елизавета Осетинская назвала иск «Роснефти» к изданию на сумму в три миллиарда рублей «местью по совокупности». Об этом Осетинская написала в своем фейсбуке. «Роснефть» подавала в суд в связи с публикацией РБК «Сечин попросил правительство защитить «Роснефть» от 11 апреля (см. монитор за апрель 2016 года). Изначально компания требовала лишь опровержения информации, однако 29 сентября стало известно о новых требованиях. «Роснефть» потребовала от РБК рекордной для российских СМИ компенсации репутационного вреда - 3,124 миллиарда рублей (это больше, чем выручка РБК за первое полугодие 2016 года, которая составила 2,497 миллиарда рублей). По словам Осетинской, новые требования «Роснефти» «сильно смахивают на месть «по совокупности». Она также перечислила темы расследований РБК, которые могли вызвать острую реакцию: «за офшоры, за МГУ, за Сибур, за Восточный, за бордюры, за солдат, за церковь».

СЕНТЯБРЬ, 29
ТВ 2
Учредитель и главный редактор агентства новостей ТВ 2 получил первое подтверждение отсутствия у него двойного гражданства. Как сообщалось ранее, редакция томского медиахолдинга разослала запросы в посольства 144 государств, аккредитованных в Москве, с просьбой подтвердить, что главред в списках их граждан не значится. Сделать это пришлось, потому что иным – менее трудоемким способом не доказать надзорным чиновникам, что он является гражданином только одной страны: справка от управления ФМС, где сказано, что в его базе данных сведений о других гражданствах Виктора Мучника нет, Роскомнадзор не устраивает. Из-за «недостаточности» доказательств ведомство отказало телекомпании в новой лицензии на вещание (прежняя, напомним, утратила силу полтора года назад, когда ТВ 2 была отключена от эфира решением монополиста - Российской телерадиотрансляционной сети, расторгшей с нею договор в одностороннем порядке). На том же основании было отказано в продлении лицензии радиостанции «ЕвропаПлюсТомск». Справке, которой бы надзорный орган мог поверить безоговорочно, как выяснилось, не существует в природе. В поисках решения этого вопроса томские журналисты нашли разъясняющее письмо Министерства иностранных дел РФ, адресованное РКН. В нем гражданам рекомендуется на тот случай, когда контролирующие госструктуры одолевают сомнения насчет наличия у них второго гражданства, самим запрашивать посольства и консульства зарубежных стран. Первой ответ пришел из Эстонии: ее государственный аппарат оказался самым оперативным в мире и наименее бюрократизированным. Посольство Эстонской Республики в РФ подтвердило «на основе Регистра народонаселения Эстонии», что «по данным, известным консулу, Виктор Мучник (д.р.11.06.1958) не является гражданином Эстонии, а также не имеет вида на жительство в Эстонии». Еще три ответа получены по электронной почте: все они промежуточные. Испанское посольство уведомило ТВ 2 , что переправило его запрос в Генеральное консульство этого государства, находящееся в Москве. Нигерийское сообщило, что для решения вопроса о том, не является ли В. М. Мучник гражданином этой африканской страны, ему следует явиться в посольство лично. Сложнее всех на данный момент ситуация с Аргентиной. Ответ оттуда пришел такой: «Ваш запрос направлен в Выборную Коллегию при Судебной власти Аргентинской Республики (Junta Electoral ante el Poder Judicial de la Nacion). Это платная услуга и Вы можете получить ее через доверенное лицо. Это означает, что Вы можете дать особую доверенность, заверенную российским нотариусом с последующим проставлением печати Апостиль, или обратиться с просьбой в Посольство Российской Федерации в Буэнос Айресе, чтобы они выполнили все необходимые действия». Похоже, на доказательства отсутствия у главного редактора второго гражданства редакции придется изрядно потратиться. Достаточно ли будет Роскомнадзору справок из 144 государств - неизвестно: ведь всего в нашем мире 252 страны, и у 46 из них отсутствуют в России не только посольства, но и вообще какие-либо дипломатические представительства: по всей вероятности, получить от них справки будет намного трудней. Агентство новостей ТВ 2 намерено продолжать «информировать читателей о том, гражданином каких государств не является Виктор Мучник». Информация познавательна – она многое говорит о странах и континентах (уже чувствуется разница между Европой, Африкой и Латинской Америкой), а также может представлять для читателей практический интерес: кто знает, может и кому-то из них придется (не дай Бог, конечно) доказывать, что нет у них зарубежных гражданств.

СЕНТЯБРЬ, 29
Алексей Крыжановский
Жанна Белик
В Новом Уренгое (Ямало-Ненецкий автономный округ) полиция задержала местного жителя, протестующего против отключения у него отопления и воды, а также его родственника и двух журналистов. Как сообщил корреспонденту «Росбалта» журналист Алексей Крыжановский, всем четверым инкриминировали административное правонарушение. «Мы приехали по просьбе гражданина, у которого отключили тепло- и водоснабжение. Он пожаловался, что в доме отрезали трубы, поставили заглушки, и у него малолетние дети мерзнут. Только мы приехали - он даже не успел нам ничего рассказать - как появились полицейские. У нас с собой не было пресс-карты, и нас полицейские тоже побросали в «бобики» и увезли для «выяснения обстоятельств». А уже в полиции составили протокол об административном правонарушении, инкриминируют нам организацию несанкционированного шествия, митинга, демонстрации», - рассказал журналист. Алексей Крыжановский уточнил, что ему и его коллеге Жанне Белик, задержанной вместе с ним, предстоит посетить суд, где их по инкриминируемой статье КоАП может ожидать большой штраф.

СЕНТЯБРЬ, 30
Все СМИ
Суд о «кислотном убийце» из Челябинска закрыли для СМИ по просьбе организатора покушения. Заседание Тракторазводского районного суда об избрании меры пресечения для заказчика нашумевшего «кислотного покушения», закрыли для журналистов. Запретить съемку в зале потребовал организатор убийства, Валерий Лестев. Судья Евгений Агеев пошел дальше, и предложил удалиться даже пишущим представителям СМИ, объяснив это «нравственными моментами», передает корреспондент «URA.Ru». Сам же Валерий Лестев пригрозил подать на журналистов в суд, если какая-то информация о нем будет обнародована. По решению суда Лестев останется под стражей до 28 ноября, сообщили «URA.Ru» в СКР по Челябинской области. Следователь просил о такой мере пресечения, чтобы исключить возможность давления на потерпевшую и помешать обвиняемому скрыться от правоохранителей. 44-летний слесарь Валерий Лестев был задержан 28 сентября в ходе совместных действий СКР и челябинской полиции после того, как в течение нескольких месяцев искал киллера для отвергнувшей его женщины. В конце концов, он предложил 85 тыс. рублей работавшему под прикрытием оперативнику уголовного розыска, попросив его сделать смерть бывшей подруги как можно более мучительной. Стороны сошлись на том, что она должна быть убита с помощью серной кислоты. Когда СМИ Челябинска распространили информацию о найденной в подъезде женщине с кислотными ожогами, Лестев явился на встречу, чтобы рассчитываться с исполнителем - и оказался в наручниках.

СЕНТЯБРЬ, 30
Андрей Трофимов
Полиция провела обыски в доме журналиста из Сергиева Посада (Московская область) в рамках дела по экстремизму. Журналист Андрей Трофимов, выпускающий в Сергиевом Посаде «Альтернативную газету», сообщил о визите полицейских к нему домой. Как указывает Трофимов на своей странице во «ВКонтакте», правоохранители пришли с постановлением об обыске в рамках возбужденного уголовного дела по экстремизму. «У моей двери полиция и люди в масках. Говорят, что по борьбе с экстремизмом. Говорят, что у них есть постановление об обыске моей квартиры от следователя, возбудившего уголовное дело по экстремизму. На самом деле, я закон не нарушал и считаю это все нападками, связанными с моей профессиональной деятельностью», - написал в соцсети Трофимов. Позднее он сообщил, что в ходе обысков у него изъяли профессиональную аппаратуру. В числе изъятой техники - камеры, коптеры, компьютеры, фотоаппараты и диски.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни