Результаты мониторинга
22 Сентября 2016 года

Результаты мониторинга ФЗГ за август 2016 года

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов и блогеров – 3 (Дмитрий Ремизов, корреспондент «Росбалта», Ростов-на-Дону; Юлия Латынина, журналист «Новой газеты», Москва; съемочная группа НТВ, Уфа).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 2 (телеканал «Москва 24», Москва; телеканал «Санкт-Петербург», Санкт-Петербург)

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 7 (Александр Суханов, редактор сайта kompromat29.ru, Архангельск; Григорий Кунис, издатель газеты «Мой район», Санкт-Петербург; Валерий Усков, редактор газеты «Правда города Златоуста», Челябинская область; Сергей Кустов, главный редактор ТРК «БАРС», Иваново; Юрий Ильченко, блогер, Крым; Наталья Вахонина, главный редактор агентства новостей «Между строк», Свердловская область; Федор Марьясов, блогер, Красноярский край).

Увольнение редактора, журналиста – 4 (Надежда Гонгелева, главный редактор районной газеты «Призыв», Карелия; Александр Таиров, заместитель директора ГТРК «Брянск», Брянск; Алексей Головин, заместитель директора телеканала «Брянская губерния», Брянск; Марина Николаева, ведущая телеканала «Брянская губерния», Брянск).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 6 (Юлия Шайдулина, редактор журнала «Новокузнецк коммунальный», Кемеровская область; Валерий Усков, редактор газеты «Правда города Златоуста», Челябинская область; Сергей Кустов, главный редактор ТРК «БАРС», Иваново; Ольга Сапронова, журналист проекта «Градус ТВ», Москва; Мария Пустовая, журналист газеты «Дворник», Калининград; Анатолий Сологубов, главный редактор ИА «Социнформбюро», Волгоград).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 11на сумму 6 075 000 рублейРассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 5, удовлетворено – , взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 0 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 35

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 3 (Дмитрий Ремизов, корреспондент «Росбалта», Ростов-на-Дону; Айрат Шамилов, шеф-редактор спортивной редакции «БИЗНЕС Online», Казань; Людмила Шиффнер, журналист газеты «Призыв», Карелия).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 1 (журнал The New Times, Москва).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (телеканал «ТНТ-Сыктывкар», Сыктывкар).

Прекращение выхода СМИ – 1 (интернет-ресурс «Русская планета», Москва).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 3 (газета «Гражданская оборона», Челябинская область; газета «Рядом с домом», Екатеринбург; газета «Новая Нюрка», Якутия).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 3 (сайт «Крым.Реалии», Крым; сайт телеканала Russia Today, Москва; сайт «Парк Гагарина», Самара).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 3 (компьютер Натальи Вахониной, главного редактора агентства новостей «Между строк», Свердловская область; компьютер Федора Марьясова, блогера, Красноярский край; видеокамера съемочной группы НТВ, Уфа).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 36

АВГУСТ, 1
Павел Брыкин
Во Фрунзенском суде Владивостока начался судебный процесс по делу о нападении на корреспондента телеканала Россия-1 Павла Брыкина. По решению судьи Сергея Ольховского первое заседание прошло в закрытом от СМИ режиме. В июне прокурор утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении двух сотрудников охраны ОАО «Владивостокский бутощебеночный завод» Олега Фецыча и Антона Таюрского. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного статьей 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к отказу от распространения информации, соединенное с насилием над журналистом»). Напомним, что 7 июня на журналиста Павла Брыкина, прибывшего в столицу Приморья с редакционным заданием, напали двое мужчин, которые, как выяснилось, оказались охранниками Владивостокского бутощебеночного завода. До начала процесса подозреваемые находились под домашним арестом, сам Павел Брыкин на суде не присутствовал. Ольга Левченко, руководитель отдела следственного управления СК России по Приморскому краю: «Обвиняемые применили физическое насилие к журналисту программы «честный детектив» Россия-1, а также угрожали ему расправой. Причиной инцидента послужило редакционное задание – подготовка репортажа в связи с расследованием уголовного дела по обвинению мэра Владивостока Игоря Пушкарева в коррупционных преступлениях».

АВГУСТ, 2
Интернет-ресурс «Русская планета»
Информационный интернет-ресурс «Русская планета» прекращает свою деятельность. Информация об этом со ссылкой на собственные источники в издании появилась в ряде СМИ. По имеющимся данным, от «Русской планеты» отвернулись её инвесторы. В частности, девелоперская компания «Мортон», которая в 2013 году и дала старт проекту. Спонсор заявил, что «потерял интерес к медиабизнесу». В начале августа все сотрудники «Русской планеты» будут отправлены в отпуск. Судя по всему, возвращаться им будет уже некуда. Издание ждёт реорганизация. Напомним, что ранее «Русскую планету» обвиняли в «приверженности к европейским ценностям» и «недостатке космизма». По этой причине в конце 2014 года из издания уволили его главного редактора Павла Пряникова. Вместе с ним проект покинуло несколько журналистов.

АВГУСТ, 2
Александр Суханов
Редактор архангельского сайта помещен под домашний арест по подозрению в вымогательстве денег у публичных лиц за отказ от обнародования порочащих их материалов. В отношении него возбуждено уголовное дело, сообщается на официальном сайте УМВД России по Архангельской области. «Следственной частью Следственного управления УМВД России по Архангельской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. "б" ч. 3 ст. 163 УК РФ «Вымогательство в особо крупном размере» в отношении мужчины 1973 года рождения - редактора одного из региональных интернет-ресурсов», - говорится в сообщении. В отношении него избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, уточняется там. Санкция статьи предусматривает от 7 до 15 лет лишения свободы. Редактора задержали с поличным сотрудники РУФСБ России по Архангельской области при получении части требуемой суммы. «По данным оперативников, он вымогал денежные средства у лиц, ведущих публичную деятельность, за отказ от публикации на подконтрольном интернет-ресурсе информационных материалов, порочащих их честь и деловую репутацию», - отмечается в сообщении. При этом полиция не раскрывает, сколько вымогал редактор и при получении какой суммы он был задержан. Как ТАСС сообщил источник в силовых структурах региона, речь идет об Александре Суханове - руководителе сайта kompromat29.ru. На нем публикуются статьи, в частности, о региональных политиках, бизнесменах и проблемных точках Поморья. Источник уточнил, что домашний арест журналисту избран сроком на два месяца.

АВГУСТ, 2
Znak.com
В Екатеринбурге журналистам на брифинге с первым вице-премьером правительства РФ Игорем Шуваловым не дали задать вопросы по поводу антикоррупционных расследований о многочисленных дорогих квартирах и личном самолёте чиновника. Помощник Шувалова перед брифингом собрал всех журналистов и начал спрашивать, какие они планируют задавать вопросы. Услышав, что корреспондент Znak.com хочет задать вопрос о расследованиях про квартиры и личный самолёт, помощник эмоционально заявил, что Шувалов будет отвечать на вопросы «только про футбол» (Шувалов прилетел проверять готовность Екатеринбурга к ЧМ-2018). Впрочем, он не смог убедить Znak.com не задавать этот вопрос. Тогда формат брифинга начал стремительно меняться. Было объявлено, что брифинг состоится только для телевизионных журналистов. На деле встречу Шувалова со СМИ просто перенесли в другое место, и охрана Центрального стадиона не пустила туда корреспондента Znak.com и еще нескольких журналистов. Ранее Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального провёл несколько расследований, в ходе которых выяснилось, что Шувалов летает в командировки на личном самолёте, а его семья владеет дорогостоящими квартирами. Как выяснилось, в Екатеринбург Шувалов также прилетел на частном Bombardier.

АВГУСТ, 2
Сайт «Крым.Реалии»
На территории Крыма оказался частично недоступен сайт «Крым.Реалии», который является крымским подразделением Радио Свобода. Так, пользователи сообщают, что ряд провайдеров заблокировал доступ к ресурсу. «Уважаемый пользователь! Мы приносим свои извинения, но доступ к запрашиваемому Вами ресурсу ограничен… По всем возникшим вопросам обратитесь в техническую поддержку», - такую информацию видят, в частности, многие симферопольцы и белогорцы. Как сообщается на сайте «Крым.Реалии», со второй половины 2 августа в Севастополе также блокируют портал. В то же время в некоторых населенных пунктах Крыма, а также в соседней России сайт доступен. «На сайте Роскомнадзора никаких сообщений о блокировании сайта «Крым.Реалии» нет. Редакции «Крым.Реалии» и Радио Свобода никаких уведомлений и предупреждений не получали. Официальные сообщения нынешней власти Крыма, в частности прокуратуры, об ограничении доступа к сайту «Крым.Реалии» также отсутствуют», - говорится в сообщении проекта. Напомним, 12 мая Роскомнадзор сообщил, что заблокировал одну из страниц сайта, на которой было размещено интервью лидера меджлиса крымских татар. До этого прокуратура утверждала, что на сайте были обнаружены материалы, которые «содержат в себе оправдание диверсий, экстремизм и бесконечную дискредитацию органов власти в Крыму, разжигание межнациональной вражды».13 мая Роскомнадзор разблокировал сайт «Крым.Реалии».

АВГУСТ, 2
Телеканал «Москва 24»
Заместитель главы Управления собственной безопасности СК РФ Александр Ламонов, арестованный по делу о взятке, подал иск к телеканалу «Москва 24». Его адвокат Ольга Лукманова рассказала, что иск подан в Савеловский суд Москвы. В частности, Ламонов требует признать распространенные компанией «Москва Медиа» сведения о связях Ламонова с «вором в законе» Шакро Молодым не соответствующими действительности, публично опровергнуть эти сведения и выплатить компенсацию морального вреда в размере 5 млн рублей, сообщает РИА «Новости». Сообщается, что претензии арестованного вызвала фраза «супруги Ламоновы за год ушли в минус на 400 тысяч рублей, правда, за год приобрели три участка, один из которых 1500 га, дом, квартиру, четыре машины, уже и хоромы Шакро Молодого с позолоченными канделябрами не кажутся такой роскошью». Также Ламонов требует опровергнуть информацию о том, что у него с Шакро было «одно общее дело ценой в один миллион долларов». «Все утверждения не соответствуют действительности и будут опровергнуты в суде», - заявил арестованный сотрудник Следственного комитета. Ламонов был арестован в середине июля. Вместе с ним были арестованы глава управления собственной безопасности ведомства Михаил Максименко и замначальника столичного главка Денис Никандров. Все они подозреваются в получении взятки в особо крупном размере. Предположительно, за деньги они обещали изменить меру пресечения друзьям авторитетного предпринимателя Шакро Молодого - Андрею Кочуйкову и Эдуарду Романову. Все три фигуранта дела вину не признают.

АВГУСТ, 2
News Media
«Эхо Москвы»
«Комсомольская правда»
News Media и Иосиф Пригожин намереваются оспорить решение суда, обязавшего ранее опубликовать опровержение по иску продюсера Владимира Киселева. «Несомненно, мы будем оспаривать, мы считаем это решение незаконным, нам не понятно, что положено в его основу, поскольку никаких порочащих сведений не содержится в высказываниях Иосифа Пригожина. И, кроме того, судом не принято во внимание, что это его частное мнение, которое не является предметом судебной защиты», - рассказала RNS глава юридического департамента News Media Елизавета Худякова. В свою очередь, Пригожин также подтвердил планы оспорить данное решение суда. По его словам, ранее Киселев уже подавал иски против него и против других СМИ. Например, в марте Киселев также подал два иска – один в Пресненский районный суд, тогда соответчиком выступило «Эхо Москвы», а второй – в Кунцевский районный суд, соответчиком был издательский дом «Комсомольская правда». Но тогда суд не встал на сторону Киселева. «Владимир Киселев просто одержим желанием все время с кем-то драться, с кем-то бороться, он не может спокойно жить и работать», - резюмировал Пригожин. Ранее Савеловский районный суд Москвы постановил «признать сведения не соответствующими действительности и порочащими честь и достоинство» Владимира Киселева. Судья Борис Удов обязал News Media опубликовать на сайте РСН решение суда в качестве опровержения. Напомним также, Киселев обратился в суд с иском о защите чести и достоинства после выступления Пригожина в сентябре 2015 года в эфире «Русской службы новостей». Причиной для иска стали высказывания Пригожина, касающиеся деятельности Киселева и продюсируемых им музыкальных коллективов в рамках мероприятий, приуроченных к референдуму о статусе Крыма (см. монитор за март 2016 года). В следующем заседании примет участие лингвист, который составит лингвистическое заключение высказываний Пригожина.

АВГУСТ, 3
СМИ Перми
Руководитель управления Роскомнадзора по Пермскому краю Юрий Щебетков направил в ряд СМИ письменный запрос. Он потребовал предоставить сведения «о правовом основании раскрытия персональных данных умершего гражданина или о правовых основаниях на такие действия без согласия наследника». При этом бывший сотрудник ФСБ Ю. Щебетков пригрозил журналистам неназванной ответственностью за нарушение требований конфиденциальности при использовании его письма. «Внимание: персональные данные, содержащиеся в письме, являются конфиденциальной информацией и не подлежат распространению и (или) опубликованию. Лица, виновные в нарушении требований конфиденциальности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации», - предупредил чиновник. Как известно, слово confidential в переводе с латыни означает «доверительный, не подлежащий огласке, секретный». О каких же секретах поведал Ю. Щебетков журналистам? В его бумаге идет речь о жалобе, поступившей от вдовы умершего в Лондоне члена наблюдательного совета ОАО АКБ «Экопромбанк» Ивана Шатрова. Роскомнадзор решил проверить правомерность опубликования в СМИ новостей о трагическом событии с одним из руководителей разоренного банка. Ведомство озаботилось законностью раскрытия фамилии, имени, места работы, занимаемой должности пермского банкира. Чтобы убедиться в общедоступности этих сведений, достаточно зайти на официальный сайт кредитной организации ecoprombank.ru и прочитать там данные об И. Шатрове. Нелишне также заглянуть в закон РФ «О банках и банковской деятельности». Статья 8 обязывает кредитную организацию раскрывать неограниченному кругу лиц на официальном сайте в Интернете фамилию, имя, отчество и занимаемую должность членов совета директоров (наблюдательного совета). Еще бы неплохо посмотреть пункт 7 части 2 статьи 6 закона РФ «О персональных данных». Там четко прописано: согласия субъекта персональных данных не требуется в случае, когда осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами. На условиях анонимности один из пермских журналистов рассказал ФЗГ, что примерно так Роскомнадзору и ответили. А что делать с бумагой от Ю. Щебеткова? Сжечь после прочтения или лучше съесть? Вдруг письмо с секретной информацией из Роскомнадзора увидит кто-нибудь еще? Тогда ведомство может расценить это как распространение и нарушение требований конфиденциальности. «По какой статье и какого закона придется отвечать? К какому наказанию готовиться?» - поинтересовался коллега у собкора ФЗГ. Эти вопросы были переадресованы сотруднику управления Роскомнадзора по Пермскому краю Евгению Бобылеву, который в ведомственном письме обозначен исполнителем. Е. Бобылев 3 августа сообщил по телефону, что фраза «Внимание: персональные данные…» является стандартной. О законе, статье и мере ответственности за нарушение требований конфиденциальности он ответил: «Не могу сказать». За подробными разъяснениями Е. Бобылев предложил обратиться к своему шефу Ю.Щебеткову. Хочется надеяться, что выходец из ФСБ ответит.

АВГУСТ, 3
Алексей Назимов
Главный редактор крымского издания «Твоя газета» Алексей Назимов пожаловался на давление со стороны МВД. Об этом говорится в тексте, размещенном на сайте «Примечания». Как сообщается, поводом для недовольства правоохранителей мог стать видеосюжет под названием «Судебно-полицейский беспредел в Алуште продолжается». «Все по порядку. 30 июля мне, Алексею Назимову, сотрудником полиции была вручена повестка с требованием прибыть 1 августа в горотдел, цитирую: «Для дачи пояснений по заявлению Борщевской Н. В. по фактам незаконного размещения ее персональных данных в сети Интернет». Подчеркиваю: я вызывался в полицию как физическое лицо», - говорится в тексте Назимова. Также главред поясняет, что около трех месяцев назад на его сайте появилось интервью с матерью певицы Джамалы, выигравшей конкурс Евровидение. В комментариях разгорелась бурная дискуссия. Один из участников спора оставил комментарий с домашним адресом некоей гражданки Борщевской. Однако, по словам Назимова, администраторы, по его информации, удалили данный комментарий. «Об этом я рассказал полицейскому, вручавшему мне повестку, а также спросил у него, проверял ли он информацию, на которую ссылается Борщевская в своем заявлении. Согласитесь, ведь не сложно зайти на сайт «Твоя газета» и посмотреть, действительно ли есть там эти данные, и Назимов ли их вообще размещал… Кто-кто, а уж сотрудники полиции должны обладать элементарной компьютерной грамотностью! Мне было сказано буквально следующее: «Вот вы придете и всё нам расскажете!“ Тогда мне стало ясно, что это только повод для моего вызова в горотдел полиции Алушты», – продолжает Назимов. Как сообщается, беседа сотрудников полиции и Назимова началась с вопросов о профессиональной деятельности журналиста. «То есть [беседа касалась деятельности] должностного лица, а не физического, как указано в повестке. Кроме того, мои ответы полицейский отказывался фиксировать в протоколе, а настаивал на записи, что я отказываюсь от показаний. По всей видимости, таким образом он хотел состряпать дело и привлечь меня к административной ответственности. (Предлагаю посмотреть видеозапись моего общения с полицейским.) Пока наша встреча с участковым Санниковым закончилась ничем, что будет дальше – покажет время. Однако создается впечатление, что наши доблестные алуштинские полицейские решили «попрессовать» «Твою газету», которая регулярно освещает их, мягко говоря, нелицеприятные действия», – завершил редактор.

АВГУСТ, 3
Газета «Гражданская оборона»
В Магнитогорске (Челябинская область) появилась информация о задержании распространителя газеты «Гражданская оборона» - издания, учрежденного несколько лет назад местным оппозиционером Дмитрием Теплых. Распространитель Артем Кротков был задержан сотрудниками отдела полиции «Правобережный», когда он вместе с другом, не имеющим никакого отношения к газете, ожидал Теплых, чтобы передать ему оставшуюся не распространенной часть тиража – 600 экземпляров. По стечению обстоятельств, встреча была назначена недалеко от здания, где располагается территориальный отдел внутренних дел. Молодых людей два часа продержали в здании РОВД, оформили протокол изъятия газеты, и, наконец, отпустили. Дмитрий Теплых факт задержания объясняет конфликтом с действующим мэром Виталием Бахметьевым, баллотирующимся в настоящее время от «Единой России» в Государственную думу по Магнитогорскому одномандатному округу. По словам Теплых, правоохранители задержали распространителя газеты и имевшуюся при нем часть тиража из-за того, что на иллюстрации к одной из публикаций углядели сходство карикатурных героев с Бахметьевым. Теплых утверждает, что Бахметьев был в курсе, что такая газета распространяется в городе, и в частном порядке попросил полицейское руководство это пресечь, посчитав, что газета и ее материалы наносят ущерб его имиджу не только как главы города, но и как кандидата в депутаты Госдумы от «Единой России». Руководитель пресс-службы УМВД по Магнитогорску Константин Вуевич в телефонном разговоре озвучил другую версию событий. По его словам, имели место нарушения, связанные с досрочным распространением агитационных материалов. Дело в том, что в номере газеты была опубликована статья известного магнитогорского правозащитника Евгения Гончарова, бывшего депутата горсобрания, который выдвинут кандидатом в Госдуму от партии «Патриоты России». Собственно, именно его статью под названием «Коммуналка – бочка без дна» и иллюстрировала упомянутая карикатура, герой которой стоит рядом с трубой с надписью «ЖКХ» и держит в руках внушительного размера мешок. В него из трубы обильным потоком перетекают деньги из карманов простых граждан. Дмитрий Теплых и сам автор статьи Евгений Гончаров настаивают на том, что материал в газете был посвящен исключительно коммунальному хозяйству и не содержал признаков предвыборной агитации. Газета «Гражданская оборона» изначально была изданием предвыборных периодов, когда ее учредитель Дмитрий Теплых участвовал в различных избирательных кампаниях. Сейчас Теплых, по его собственным словам, использует газету как информационный ресурс для публикаций по проблематике сферы ЖКХ. Теплых руководит жилищно-коммунальной управляющей компанией, на почве чего у него и возник конфликт с руководством Магнитогорска.

АВГУСТ, 3
Газета «Завтра»
Хамовнический суд Москвы отказал бизнесмену Александру Лебедеву в иске о защите чести, достоинства и деловой репутации к советнику президента РФ Сергею Глазьеву и редакции газеты «Завтра». Причиной конфликта стала публикация газеты, размещенная затем на персональном сайте Глазьева, пишет RNS. «В нашей газете была опубликована статья Глазьева или интервью с Глазьевым. И его он перенес к себе на сайт. И в это интервью он добавил нечто, связанное с Лебедевым и не понравившееся ему. После чего Лебедев направил иск и Глазьеву, и нам. Мне коллеги докладывали ситуацию: в статье, которая была опубликована у нас, или в интервью, о Лебедеве ничего не говорилось», - заявил главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов (см. монитор за июль 2016 года). Александр Лебедев возглавляет совет директоров ЗАО «Национальная резервная корпорация», владеет газетой Independent, британским изданием Evening Standard и лицензией на спутниковый телеканал London Live, а также является акционером и инвестором «Новой газеты».

АВГУСТ, 4
Ондржей Соукуп
Посольство России в Чехии отказало в визе чешскому журналисту Ондржею Соукупу. Об этом сообщила газета Hospodářské noviny, в которой работает Соукуп. Посольство России официально отказалось комментировать причины невыдачи визы. Однако, как сообщил Ондржей Соукуп Радио Свобода, по неофициальной информации, которой он располагает, речь идет об «ответной мере» за недавний отказ чешского министерства иностранных дел продлить аккредитацию двух российских журналистов – Владимира Снегирева и Александра Куранова. Представитель МИД Чехии ранее в интервью Радио Свобода обосновал отказ в аккредитации российским журналистам рекомендацией чешских спецслужб, однако отказался раскрыть подробности. При этом отказ в аккредитации не означает запрета на въезд или проживание российских журналистов в Чехии. Ондржей Соукуп – один из ведущих чешских экспертов по России и постсоветским странам – тогда призывал чешский МИД пересмотреть свое решение. «Получается ровно по законам Мерфи: я выступал против того, чтобы у них отобрали аккредитацию, помогал им, а в финале так получилось, что я стал первым, кто пострадал от ответных мер», – отметил Соукуп в комментарии для Радио Свобода. Владимир Снегирев в интервью Радио Свобода заявил, что сообщение об отказе Соукупу в визе расстроило его: «Именно он одним из первых пришел мне на помощь, когда в апреле чешский МИД не продлил мне аккредитацию. Во всем этом есть какая-то логика безумия: с одной стороны, по непонятным причинам отказали в аккредитации мне, а теперь лишили возможности приехать в Россию человека, который абсолютно лоялен к России и много хорошего о ней писал. Наши власти неадекватно повели себя в этой ситуации».

АВГУСТ, 4
Информационное агентство Sakhalin.info
В островной части Сахалинской области есть очень популярный портал Sakh.com (Сахком) с десятками сайтов, из которых, в свою очередь, самый популярный информационное агентство Sakhalin.info. И вот на днях один из пользователей портала сообщил на форуме Sakhalin.info, что в городе Долинске неизвестные, представляясь сотрудниками ИА «Сахалин-инфо», проводят предвыборные опросы. «Изучив к увлекательный опросный лист, я, по образованию социолог, понял, что опросник, по сути - агитационный; вопросы, которые задаются респонденту, сформулированы таким образом, чтобы вбить в его подсознание нужную информацию. Это своего рода зомбирование», - сообщил пользователь. В частности, в опроснике все время повторяется имя одного из кандидата в кресло долинского градоначальника Олега Сорокина (бывший вице-мэр Долинска). И пользователь сайта, житель Долинска спрашивает, может ли СМИ вообще участвовать в политике? Редакция информационного сайта ответила, что никакого отношения к данному опросу она не имеет. Но и кандидат в мэры Олег Сорокин, которого журналисты попросили прокомментировать ситуацию, тоже от опросника открестился, предположив, что «ноги» предвыборной агитации, скорее всего, растут из «штабов его соперников». Кем бы ни был автор предвыборной агитки, делает вывод редакция Sakhalin.info, ничего незаконного он пока не сделал. Но с точки зрения морали этот поступок можно оценивать только негативно.

АВГУСТ, 4
Юлия Шайдулина
В Кемеровской области руководитель предвыборного штаба одного из кандидатов в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов А. Батурин вместе с выпускающим редактором журнала «Новокузнецк коммунальный» Юлией Шайдулиной с применением физического насилия удерживались в течении часа группой лиц на территории бывшего детского сада №1 в Соцгороде. Заступившемуся за журналиста руководителю штаба были нанесены телесные повреждения. Во время экскурсии по Соцгороду с целью подготовки репортажа об историческом центре Новокузнецка руководитель предвыборного штаба и журналист обратили внимание на вырытые ямы и кучи земли вокруг здания бывшего детского сада. Журналист начала фотографировать здание. В этот момент из него вышли трое молодых людей спортивного телосложения, среди которых были президент Сибирской федерации каратэ-до В. Литвинов и известный в России спортсмен Т. Мирзоян. Задав вопрос, на каком основании ведется фотосъемка, Мирзоян попытался вырвать фотоаппарат из рук журналиста. При попытке заступиться за нее руководитель предвыборного штаба получил несколько ударов ногой в область бедра и по голове. Происходящее на территории сада увидели жители Соцгорода. Они подошли к ограде и начали требовать прекратить безобразие и отпустить журналиста и руководителя предвыборного штаба. Спортсмены настаивали на своем и говорили, что отпустят их только тогда, когда журналист отдаст им свой фотоаппарат или удалит фотографии. При попытке выйти за территорию сада обоих хватали и удерживали силой. Через час после начала инцидента, когда жители встали на защиту удерживаемых с угрозой заснять все и выложить в интернет, журналиста и руководителя предвыборного штаба выпустили с территории. После прохождения судебно-медицинской экспертизы, зафиксировавшей побои, пострадавшие обратились с соответствующим заявлением в органы с целью возбуждения уголовного дела.

АВГУСТ, 4
Артем Кудинов
Индустриальный районный суд Барнаула восстановил алтайского журналиста Артема Кудинова на посту главного редактора информационно-аналитического портала doc22.ru, с которого он был уволен весной 2016 года (см. монитор за март 2016 года). Как стало известно ИА «Банкфакс», доводы экс-главреда поддержала прокуратура, суд удовлетворил его гражданский иск частично. Как говорится на сайте суда, заявление г-на Кудинова в отношении ООО «Имиджтехнологии» (учредитель doc22.ru) поступило в производство судьи Юлии Гончаровой 8 июня. Потребовалось всего три заседания, чтобы вынести решение. Сам документ пока не доступен, однако источники ИА «Банкфакс» сообщили, что истец требовал признать его увольнение незаконным, возместить заработную плату за вынужденные прогулы, а также моральный ущерб. Суд снизил сумму морального ущерба, удовлетворив иск в остальной части. Решение пока не вступило в законную силу, у ответчика есть месяц на апелляцию. Сам Артем Кудинов подтвердил ИА «Банкфакс», что дело решилось в его пользу и заявил о готовности вернуться к руководству doc22.ru при условии, что деятельность издания будет приведена в соответствие законодательству. Напомним, одной из основных причин юридического спора между г-ном Кудиновым и учредителем было то, что главред почти год работал без письменного оформления трудовых отношений.

АВГУСТ, 4
Олег Лурье
Журналист Олег Лурье выступит ответчиком по иску Банка России о защите деловой репутации, передает РИА Новости. Причиной подачи искового заявления стал пост в личном блоге журналиста, где говорилось о том, что у начальника Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу (ЦФО) Ольги Поляковой и ее заместителя Анастасии Свердель на зарубежных счетах лежат незадекларированные средства. Публикация была сделана Олегом Лурье 15 июня в личном блоге, где он разместил сканированные копии документов, в которых фигурировали данные, совпадающие с личными данными двух высокопоставленных сотрудниц ЦБ РФ. В последующие дни опубликованную журналистом информацию неоднократно перепечатали в социальных сетях и ряде средств массовой информации. Центробанк отреагировал на публикацию запросом к регуляторам тех юрисдикций, где расположены упоминаемые в публикациях банки, включая иностранные, – предоставить все необходимые сведения о счетах Поляковой и Свердель. Изучив полученные материалы, в ЦБ РФ заявили, что опубликованные Лурье данные не соответствуют действительности. «Результаты проверки, включая уже полученные от зарубежных банков документы, позволяют утверждать, что опубликованные копии документов являются фальшивыми», – говорилось в заявлении пресс-службы Банка России.

АВГУСТ, 5
Егор Савин
Управление МВД по Новосибирской области предъявило обвинение руководителю областного отделения «РПР-Парнас» Егору Савину по статье 20.3 КоАП («Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики»). Как рассказал ФЗГ политик, когда он гулял во дворе с дочкой и сыновьями, к нему подошли пятеро человек в штатском в сопровождении участкового. «И еще привезли они с собой двоих понятых. Участковый показал мне распечатку якобы с моего аккаунта ВКонтаткте. Фотография там моя, но такую фейковую страницу можно сделать за пару минут. Я ее нашел: там 5 записей и 15 фотографий: все датированы одним днем - 4 июля», - рассказал Савин. Подбросить свастику могут при желании также легко, как, например, подбросить наркотики. По начертанию свастика, вменяемая Егору Савину, говорит он, очень похожа на ту, которую «обнаружили» правоохранители в новосибирском офисе партии в апреле с.г.: тогда они искали улики против сторонника «Парнаса» Максима Кормелицкого, позже осужденного, как сообщалось (см. монитор за июнь 2-16 года), на год и 3 месяца лишения свободы за «возбуждение ненависти и вражды по признакам отношения к религии». Егор Савин не сомневается, что сейчас дело об «экстремизме» возбуждено с единственной целью – снять его с выборов. Три дня назад, рассказывает Егор, он направил заявление в Роскомнадзор и в администрации соцсети В Контакте с требованием заблокировать этот аккаунт: заглянул туда 5 августа – он по-прежнему в открытом доступе. Дело по нацистской атрибутике уже передано в суд, дата его рассмотрения еще не назначена. Лидер новосибирского «Парнаса» считает, что доказать его причастность к этой странице в соцсети будет нелегко: если суд назначит экспертизу, она распознает происхождение «липовой свастики». В пресс-службе ГУ МВД по Новосибирской области корреспонденту ФЗГ сказали: «Мы не имеем права комментировать эту ситуацию: принято решение о данном деле никаких комментариев не давать».

АВГУСТ, 5
Екатерина Захарова
После выхода материала «Факт подпольных собачьих боев под Тамбовом подтвердился», который портал «Твой Тамбов» опубликовал 8 июня, в адрес редакции посыпались угрозы. Корреспонденту данного материала звонил заводчик собак бойцовых пород Валерий, который говорил, что если портал не выпустит опровержение, то «поплатится». Кроме того, Валерий прислал выразительное СМС-сообщение: «Тебя просто найдут и накажут» (см. монитор за июнь 2016 года). По факту угроз УМВД России провело проверку, по результатам которой приняли решение в возбуждении уголовного дела отказать за отсутствием состава преступления. Оказывается, что под фразой «Тебя просто найдут и накажут» заводчик собак имел ввиду, что «будет продолжать жаловаться и требовать опровержения всеми законными методами».

АВГУСТ, 5
Татьяна Седых
Чиновник из правительства Хабаровского края запретил его фотографировать во время встречи с населением, а представитель ФСБ, присутствовавший на встрече, усмотрел в словах журналиста «коррупционную составляющую». Хабаровский край давно «прославился» тем, что здесь годами процветает безнаказанность всякого рода противоправных действий, совершаемых против журналистов. Поэтому можно ожидать чего угодно и когда угодно, особенно, если некоторым власть имущим обладание статусом кружит голову от величия и собственной значимости. И порой поведение чиновников, в погонах и без них, бывает трудно объяснить. Поселок Токи-2 в Ванинском районе закрыли год назад, но не всех его жителей обеспечили жильем. Устав ждать, писать жалобы, нанимать адвокатов и бегать по судам, люди обратились в редакцию газеты «Моё побережье», так как время на переписку уже не осталось. Скоро учебный год, а где будут учиться дети из закрытого таежного поселка, и как им добираться к месту учебы - непонятно. Кроме того, и отопительный сезон, который не за горами, никто не собирается начинать в населенном пункте, которого уже нет. На встрече с губернатором Хабаровского края В. Шпортом я лично передала ему это обращение жителей поселка. Через две недели в Ванино, чтобы разобраться в затянувшейся ситуации и решить вопрос с расселением, приехал заместитель председателя краевого правительства по взаимодействию с федеральными органами государственной власти Анатолий Размахнин. Мне о встрече с населением не сообщили, и если б не обратившиеся ко мне с жалобой, оставшиеся без жилья люди, я о ней бы и не знала. Чтобы подготовить фоторепортаж на жизненно важную для моих земляков тему, я пришла без приглашения. Присутствие на встрече журналиста, видимо, не планировалось, или не понравилось высокопоставленному чиновнику. Когда он зачитывал для собравшихся моё же обращение к губернатору, я стала его фотографировать, за что он тут же начал меня отчитывать: «Для чего вы фотографируете? Не надо! Вы должны спросить у меня разрешение, прежде чем снимать!». В дальнейшем в ходе разговора чиновник неоднократно подчеркивал, что вопросом вообще то должно заниматься другое ведомство, но со стороны губернатора, поскольку поступило обращение журналиста, будет сделано все возможное… На что я возразила: губернатор – это слуга народа, и обязан помогать, к тому же жители Ванинского района в свое время голосовали за него, когда он избирался в Госдуму. На это тут же отреагировал присутствовавший на встрече представитель ФСБ. Он усмотрел в моих словах о слуге народа и обязанности помогать людям «коррупционную составляющую». Ведь, по мнению сотрудника ФСБ, «люди избирали Вячеслава Ивановича Шпорта депутатом из уважения к нему, а не ради того, чтобы он их квартирами обеспечивал».

АВГУСТ, 8
Григорий Кунис
Радио Свобода сообщило, что весной 2016 года на издателя газеты «Мой район» (Санкт-Петербург) Григория Куниса было заведено уголовное дело по статье 199 УК РФ («Уклонение от налогов»). Согласно материалам уголовного дела, газета «Мой район» не перечислила налог из зарплат сотрудников на сумму более 3 млн рублей. При этом следствие посчитало, что Григорий Кунис «распорядился этими деньгами по своему усмотрению». Газета «Мой район» всегда считалась успешным медийным проектом, совмещая общественно-политическую и потребительскую тематику. Однако развитие медийного бизнеса в отсутствие бизнеса как такового оказалось невыполнимой задачей, у газеты начались финансовые трудности, появилась большая задолженность. И перед издателем встала дилемма – заплатить налоги за зарплату или выплатить саму зарплату сотрудникам. Выплату зарплаты сотрудникам и желание таким образом сохранить независимую газету на плаву следствие интерпретировало как «личный интерес».

АВГУСТ, 8
Все СМИ
В Костроме представителей СМИ выгнали из холла перед залом заседаний регионального парламента перед приездом губернатора Сергея Ситникова. Журналист «Российской газеты» Анна Скудаева, присутствовавшая при инциденте, направила жалобу в прокуратуру, передает «Накануне.RU». По словам Скудаевой, сотрудницы аппарата облдумы в грубой форме потребовали представителей СМИ, чиновников и помощников депутатов покинуть помещение, чтобы глава региона беспрепятственно мог пройти через холл в зал заседания. В частности, звучали такие фразы: «А ну-ка быстро вышли все отсюда! Сейчас тут губернатор пойдет». «За мои 18 лет в журналистике подобного я не видела нигде и никогда. В связи со случившимся мною была направлена официальная жалоба в прокуратуру, с требованием разъяснить подобный инцидент и вынести соответствующее постановление, т.к. подобное поведение нарушает ст. 38 ФЗ РФ «О СМИ», предусматривающую право журналистов на доступ к информации, и в целом демонстрирует пренебрежение деловой этикой», - рассказала Анна Скудаева. Также редакция «Российской газеты» направила официальное письмо председателю Костромской думы Алексею Анохину с просьбой объяснить обстоятельства инцидента. Между тем в облдуме эту ситуацию не считают нарушением законодательства, ссылаясь на то, что представители СМИ не были выгнаны с самого заседания. Следовательно, никаких извинений за случившееся администрация облдумы не принесла.

АВГУСТ, 8
СМИ Екатеринбурга
В Екатеринбурге в одном из зданий на улице Белинского члены организации саентологов. Как сообщают местные журналисты, попасть в офис с видеокамерой оказалось невозможно. Представители организации стеной защищают дверь. Для корреспондента газеты «Московский Комсомолец-Урал», впрочем, она открылась, и то ненадолго. Спустя пять минут Ивана Морозова выводят под руки: «Зашел, сказал, что я участник, предложили зарегистрироваться, дали бланк и форму регистрации участника. Пригласили в зал, там находилось человек 15. Женщины, мужчины, девушки, дети. Стал фотографировать их, они заволновались, все собрались, вытолкали меня».

АВГУСТ, 8
Газета «Рядом с домом»
Уральские СМИ сообщают об инциденте в Екатеринбурге: разносчики газеты «Рядом с домом» пожаловались на нападение, которое 8 августа совершили представители «Орджоникидзевской УЖК», предположительно начальник службы безопасности этого ЗАО Александр Орлов с сообщником. У разносчиков отобрали все экземпляры газет – 600 экземпляров. По их мнению, нападение произошло из-за материалов, которые были напечатаны в газетах - там публиковались статьи, подготовленные при участии управляющих компаний, с некоторых пор конкурирующих со скандальной «Орджоникидзевской». Пострадавшие уже обратились в полицию. Впрочем, журналисты официально зарегистрированного СМИ считают, что делу могут и не дать ход, как это бывало раньше, когда на действия данной УК уже жаловались и жильцы домов на Уралмаше, и потенциальные конкуренты. Весной этого года «Орджоникидзевская УЖК» потеряла право обслуживать прежний жилфонд в микрорайоне из-за истечения срока лицензии и неполучения новой. На территорию пришли другие компании, но вскоре они стали жаловаться на то, что УК по-прежнему работает и препятствует их деятельности.

АВГУСТ, 8
Газета «Псковская губерния»
Российский кинорежиссер и руководитель Театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрий Месхиев подал иск к коллеге и преемнику на посту Союза кинематографистов Петербурга Сергею Снежкину, а также к газете «Псковская губерния». Как сообщает ПАИ, камнем преткновения стало интервью со Снежкиным, в котором последний обвинил Месхиева в доведении Союза до банкротства. Сам Месхиев подтвердил в ходе пресс-конференции в понедельник, что подал иск в суд. «Да, мои адвокаты подали иск за честь и достоинство и защиту репутации на интервью кинорежиссера Снежкина «Псковской губернии». Соответственно, это 2 иска - один к режиссеру, другой к газете. Первое интервью было осенью, потом весной - абсолютно безапелляционное, не подтвержденное никакими фактами. Насколько я понимаю, это было сделано к обоюдному согласию газеты и интервьюера. Поэтому я и подал на них в суд - ну зачем же так откровенно лгать?» - прокомментировал Месхиев. Как отмечает издание, в интервью «Псковской губернии» Снежкин называл своего предшественника «полновесным и полноценным автором» состояния банкротства творческого союза. Ранее Снежкин инициировал аудит дел Месхиева во главе организации, на основании которого написал заявление в прокуратуру.

АВГУСТ, 9
Телекомпания ТВ-2
Арбитражный суд Москвы удовлетворил требование ООО «Телекомпания ТВ-2» признать незаконным отказ Роскомнадзора в продлении лицензии на вещание радиостанции «Европа Плюс Томск». Ведомство обязали устранить нарушения прав ТВ-2 и продлить ей лицензию на вещание радиостанции. Несмотря на предоставление ТВ-2 всех необходимых для продления лицензии документов, Роскомнадзор отказался продлить лицензию, указав на нарушение со стороны руководства компании ст.7 и ст.19.1 ФЗ N2124-1, запрещающих гражданину иностранного государства выступать учредителем СМИ, сообщает «Интерфакс». «ООО «Телекомпания ТВ-2», директор и единственный участник общества В. Мучник полностью соответствуют всем предъявляемым лицензионным требованиям, предъявляемым к вещателям средств массовой информации», - сказано в решении суда. По словам директора радиохолдинга «Медиа FM» (входящего в ТВ-2) Сергея Лапенкова, «никто из людей, которые имели отношение к документам по продлению лицензии... не имеет двойного гражданства и активов за границей», отмечает «Интерфакс». Согласно закону, иностранное юрлицо, российское юрлицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, а также гражданин России с гражданством другой страны не имеет права владеть 20% и более уставного капитала СМИ. Томский Телеканал ТВ-2 прекратил вещание 1 января 2015 года из-за отказа РТРС от продления договора на ретрансляцию сигнала с телевышки. В результате ТВ-2 потеряла возможность продлить действие лицензии Роскомнадзора, которое закончилось 8 февраля. Телекомпания сначала исчезла из эфирного телевещания, а позднее - и из кабельного. ТВ-2 не удалось добиться восстановление действия лицензии в судах и в Роскомнадзоре. Компания, кроме закрытого канала, распространяет в Томске три радиостанции («Европа плюс Томск», «Ретро FM» и «Русское радио») по модели сетевого партнерства. Томская телекомпания ТВ-2 - одна из первых негосударственных телекомпаний на пространствах бывшего СССР: она была основана в ноябре 1990 года, впервые вышла в эфир 15 мая 1991 года. За годы работы телекомпания получила самое большое количество отраслевых наград ТЭФИ среди всех региональных телекомпаний России.

АВГУСТ, 9, 11
Валерий Усков
В Челябинске по подозрению в вымогательстве задержали златоустовского журналиста, редактора газеты «Правда города Златоуста» Валерия Ускова. Об этом «УралПолит.Ru» сообщил информированный источник. По данным экспертного канала, Усков вымогал деньги у одного из кандидатов в депутаты Госдумы, который шел на выборы по Златоустовскому округу. Задержали его в момент получения денег. Источники агентства предполагают, что жертвой вымогательства мог стать единоросс и действующий парламентарий Олег Колесников. Добавим, что в газете «Права города Златоуста» часто публиковались изобличающие кандидата статьи. В следственных органах и полиции информацию о задержании Ускова не комментируют. В Златоусте Валерий Усков известен своей оппозиционной деятельностью, нередко выступал против политики мэра Вячеслава Жилина, является лидером движения «Люди из Стали», недавно создал Антикоррупционный народный фронт «Горный Урал» и сосредоточил свою деятельность на Горнозаводской зоне – в Сатке, Сулее, Кусе и близлежащих территориях. 11 августа суд избрал Ускову меру пресечения – заключение под стражу.

АВГУСТ, 10
Сергей Кустов
Следственные органы в Ивановской области возбудили уголовное дело за коммерческий подкуп в отношении гендиректора телекомпании, который подозревается в получении от представителя одной из партий 4 миллионов рублей, которые телекомпания, предположительно, должна была направить на создание положительного образа кандидата данной партии, сообщает в среду СУ СК по региону. «Возбуждено уголовное дело в отношении генерального директора одной из Ивановских телерадиокомпаний, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 8 ст. 204 УК РФ, подозреваемого в незаконном получении денежных средств за совершение действий в интересах одной из политических партий Российской Федерации в особо крупном размере», - сообщает ведомство. По версии следствия, 10 августа 2016 года подозреваемый получил от представителя одной из политических партий Российской Федерации денежные средства в размере 4 миллионов рублей. Эти деньги – часть от общей суммы коммерческого подкупа в размере 8 миллионов рублей, за выполнение комплекса действий, направленных на создание положительного образа политической партии и выдвинутых ею кандидатов, говорится в сообщении. Отмечается, что представитель политической партии обратился в правоохранительные органы с заявлением после того, как ему были выдвинуты требования о передаче денег, в дальнейшем он действовал в рамках оперативных мероприятий. Подозреваемый в совершении преступления задержан. По данным местных СМИ, задержанный - главный редактор ТРК «БАРС» Сергей Кустов.

АВГУСТ, 10
СМИ Северодвинска
Мэрия Северодвинска (Архангельская область) хотела ввести цензуру, однако заместитель прокурора Северодвинска оспорил проект постановления городской администрации «Об утверждении Положения об аккредитации представителей средств массовой информации». Этим положением предусматривалось не предусмотренное законом основание для отказа журналиста в аккредитации. Отдельные положения проекта нормативного правового акта содержали в себе признаки цензуры. В частности, на журналиста предлагалось возложить обязанность по предварительному согласованию сообщений и материалов, а также «корректному» использованию официальных данных, предоставляемых администрацией Северодвинска. Правовая экспертиза положения проведена во взаимодействии с экспертами Союза Журналистов России и редакций городских СМИ. В целях недопущения возможных ограничений гарантированных Конституцией Российской Федерации прав журналистов мэру Северодвинска направлено отрицательное заключение с требованием о внесении в проект нормативного правового акта соответствующих изменений, сообщили ИА «Беломорканал» в прокуратуре Северодвинска.

АВГУСТ, 11
Дмитрий Ремизов
Корреспондент «Росбалта» в Ростове-на-Дону Дмитрий Ремизов написал заявление в правоохранительные органы в связи с избиением его в полиции. Как рассказал журналист, инцидент произошел в среду во время опроса в Центре противодействия экстремизму (Центр «Э»). «Меня пригласили по телефону для опроса в ЦПЭ на улице Сарьяна по уголовному делу о «подготовке теракта» в Ростове. Не ожидая ничего серьезного, я приехал туда без адвоката. Допрашивали меня двое полицейских. Они называли мне фамилии и спрашивали, что я знаю про этих людей. Некоторых из названных мне людей - активистов оппозиции - я знал по своей журналистской работе. Однако затем мне задали вопрос, знаю ли я некоего Смышляева. Я сказал, что не помню такого человека. Полицейский стал требовать, чтобы я сказал, что знал этого человека в 2009 году, и дал показания о нем. Затем полицейский три раза ударил меня по голове. Вслед за этим он принялся угрожать, что сможет привлечь меня к уголовной ответственности, демонстрировал мне кинжал с фашистской свастикой: сказал, что кинжал изъят у каких-то нацистов, и он натравит на меня таких нацистов, которые расправятся со мной. Я продолжал настаивать, что не помню названного мне человека. После окончания опроса второй полицейский повез меня на автомобиле в следственное управление СКР. В коридоре он угрожал физической расправой, говоря: «Мы еще встретимся», - рассказал Дмитрий Ремизов. После общения с правоохранителями журналисту потребовалась медицинская помощь. «В кабинете следователя СКР меня допросили как свидетеля. После этого я поехал в больницу, чтобы проверить состояние здоровья: после ударов сильно болела голова», - добавил корреспондент.

АВГУСТ, 11
Ольга Сапронова
В Москве полиция днем задержала четырех человек. Как сообщает «ОВД.инфо», на Красной площади были задержаны журналист Ольга Сапронова (проект «Градус ТВ»), Виктор Капитонов и еще два человека. Их имена издание не приводит. Отмечается, что полицейские при задержании Сапроновой применили к ней физическую силу. Между тем, женщина предъявляла полиции свое удостоверение. Задержанных доставили в ОВД «Китай-город». Пока неизвестно, за что именно их задержали.

АВГУСТ, 11
Онлайн–издание «Черника»
На заседании горсовета города Кондопога (Карелия) несколько депутатов попытались препятствовать профессиональной деятельности журналиста Алексея Владимирова. Корреспондент сайта «Черника» делал материал об очередном собрании народных избранников, но те оказались не довольны присутствием работника СМИ. Председатель Кондопожского горсовета Виктор Демидов поставил на голосование вопрос о запрете видеосъемки в помещении – и это предложение одобрили большинство депутатов. После этого Демидов обратился к журналисту с просьбой стереть все снятые кадры. Журналист пояснил, что вел не видео, а фотосъемку, и действовал согласно федеральному Закону о СМИ, который не запрещает фотографировать депутатов горсовета на открытом заседании. Предложив председателю обращаться в суд, журналист «Черники» продолжил фотосъемку, придав позже случившемуся конфликту публичную огласку на своем сайте.

АВГУСТ, 11
Александр Таиров
Брянский журналист и издатель Александр Таиров выложил в соцсетях историю конфликта своего сына с бывшими коллегами из полиции. По словам Таирова-старшего, он вмешался в конфликт после того, как Эльдара избили и ограбили. Журналист рассказал, что он обращался в поисках справедливости к руководителям силовых ведомств, однако понимания не нашел. Тогда он решил привлечь к ситуации внимание общественности. Отметим, что публикация в «БрянскToday» вызвала неоднозначную реакцию у пользователей. Начались взаимные обвинения, оскорбления, в итоге редакция решила закрыть комментарии. Между тем, Александр Таиров был уволен с ГТРК «Брянск». Там он занимал должность заместителя директора телерадиокомпании. По данным «БрянскToday», увольнение Таирова произошло именно из-за его публикации в соцсети. Возможно, руководство ГТРК в лице депутата Брянской облдумы Галины Тихомировой посчитало, что Таиров своими действиями нанес ущерб репутации компании.

АВГУСТ, 12
Сайт телеканала
Russia Today
Серия мощных DDoS-атак на сайт телеканала RT не прекращается четвертые сутки. Как отметили в пресс-службе канала, благодаря усилиям специалистов эффект от хакерских атак минимальный. «Каждый день все наши сайты подвергаются DDoS-атакам. Как по часам, начиная в 12 ночи, мы наблюдаем одно и то же поведение. Что интересно, время всегда одинаковое, тип атак и сложность также похожи. Создается ощущение, что по другую сторону океана кто-то наливает себе чашечку кофе и начинает работать. Повестка дня - испортить жизнь RT», - рассказала агентству ТАСС руководитель службы интерактивных проектов Эльвира Чудновская. Как отметила представитель российского канала, «у RT хорошая защита, которая только совершенствуется благодаря «доброжелателям» телеканала». В пресс-службе RT также уточнили, что самая крупная из серии атак произошла в ночь на 9 августа - DDoS-атака смешанного типа (UDP-amplification и SYN-flood) на сайт www.rt.com состояла из двух этапов. Первый этап атаки - на американский и европейский дата-центры - начался в 00:00 мск. На втором этапе произошло кибернападение на оборудование, размещенное в дата-центре RT в Москве. Полное прекращение DDoS-атаки было зафиксировано в 02:20 мск. Напомним, ранее британская газета The Times опубликовала сразу семь статей о деятельности Sputnik и RT, где российские СМИ подвергаются жесткой критике. В частности, авторы газеты, называя журналистскую работу «информационной войной Путина», дают негативную оценку освещению российскими СМИ крушения самолета MH17 Malaysia Airlines, открытию в Великобритании нового представительства информагентства Sputnik и представительства фонда «Русский мир».

АВГУСТ, 12, 25
Людмила Крошечкина
Ленинский районный суд Перми начал рассмотрение иска бывшего директора ООО «Коммерсантъ» в Перми» Людмилы Крошечкиной к этому обществу. Она просит признать незаконным свое увольнение, изменить формулировку на «собственное желание». За частной, казалось бы, тяжбой может скрываться история, значимая для общества. Сейчас Л. Крошечкина учредила и руководит ООО «Деловая журналистика», которое получило право на издание пермских страниц федеральной газеты «Коммерсантъ». Здесь теперь трудится и вся прежняя местная редакция. Истица на судебное заседание не явилась. Ее представитель Инна Раюшкина поддержала требование признать незаконным увольнение с 20 июня по части 3 статьи 278 ТК РФ – в связи с причинением материального ущерба, выявленного при проверке. Объяснения у Л. Крошечкиной не запрашивались. Какой ущерб имел в виду новый учредитель в своем решении от 9 июня – ей неизвестно. Истица просит изменить формулировку. И уволить ее с 30 июня по собственному желанию. А также - взыскать зарплату за июнь в размере 84,2 тыс. рублей, проценты за задержку зарплаты, оплатить вынужденный прогул с 20 по 30 июня и компенсировать моральный вред в размере 50 тыс. рублей. Представители ответчика в суд не явились. Судья Ольга Бузмакова назначила рассмотрение дела по существу на 24 августа. Извещения будут направлены единоличному учредителю ООО «Коммерсантъ» в Перми» москвичу Андрею Медведеву и новому директору из Перми Елене Сосниной. Местные страницы федерального издания ранее были подконтрольны бизнес-структурам, близким к губернатору Прикамья Виктору Басаргину. В начале лета 2016 года ООО «Коммерсантъ» в Перми» было куплено бизнесом, близким к депутату-единороссу краевого заксобрания Дмитрию Скриванову. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, с 12 июля доверительным управляющим этого общества числится медиахолдинг «АктивМедиа», подконтрольный Д. Скриванову. Однако франшиза на «Коммерсантъ» уже перешла к ООО «Деловая журналистка», которое 9 июня зарегистрировано на прежнего директора ООО «Коммерсантъ» в Перми Л. Крошечкину. В тот же день новый учредитель и решил ее уволить по «резиновой» части 3 статьи 278 ТК РФ. Читатели вряд ли заметили изменения в содержании пермских страниц «Коммерсанта». Все журналисты вместе с главным редактором Вячеславом Сухановым оформились на работу в ООО «Деловая журналистика». Осведомленный источник сообщил ФЗГ на условиях анонимности, что финансовое будущее нового издателя не выглядит безупречным. Со стороны долларового миллионера, депутата от «Единой России» Д. Скриванова вероятно подключение административного ресурса. Участь опальной Л. Крошечкиной тогда могут разделить и журналисты, верные своему медиа-менеджеру, предположил собеседник ФЗГ. 25 августа Ленинский районный суд Перми счел законным увольнение бывшего гендиректора ООО «Коммерсантъ» в Перми» Людмилы Крошечкиной. В ходе 3-дневного процесса выяснилось, почему эта истица была против присутствия прессы на открытых слушаниях и какой-либо огласки. Например, она отказалась объяснить суду необходимость рекламирования за 4 млн рублей пермских страниц «Коммерсанта» в Магнитогорске. Всплыли любопытные подробности. До весны 2016 года единственным учредителем ООО «Коммерсантъ» в Перми» числилась Нина Маркевич, мать Кирилла Маркевича, бывшего замглавы администрации губернатора Прикамья Виктора Басаргина. 28 апреля пенсионерка из Магнитогорска решила продать свою долю номинальной стоимостью 600 тыс. рублей Андрею Медведеву, жителю подмосковного Серпухова. Цена сделки определена в 112 875 долларов США, что составило более 7,3 млн рублей. «Было оговорено право издания газеты «Коммерсантъ», - заявил в суде Максим Кутовой, представляющий интересы нового владельца А. Медведева. Далее юрист поведал почти детективную историю. Как только сделка прошла необходимое оформление, в июне из ИД «Коммерсантъ» (Москва) сообщили о прекращении отношений. Поскольку пермские страницы федеральной газеты продолжали выходить, из ЕГРЮЛ удалось узнать: изданием теперь занимается ООО «Деловая журналистика». Единственным учредителем значится Л. Крошечкина, бывший гендиректор ООО «Коммерсантъ» в Перми». Накануне увольнения 20 июня она расторгла госконтракт с краевым заксобранием стоимостью 5,7 млн рублей и муниципальный контракт стоимостью 6 млн рублей. Заказы на освещение в СМИ деятельности местной власти считались основными источниками доходов, пояснил М. Кутовой. Представитель нового собственника сообщил о выводах аудиторской проверки. Убытки от досрочного расторжения указанных контрактов оценены в 3,7 млн рублей. Кроме того, проверяющие отметили отсутствие хозяйственной целесообразности в сделке с московским ООО «Триумф». Столичной строительной компании 12 мая и 8 июня выплачено более 1 млн рублей – без первичных документов в виде договора и актов выполненных работ. При исследовании материалов гражданского дела говорилось также о перечислении 31 марта суммы в 4 млн рублей для магнитогорского ООО «Макс-Медиа», близкого к бывшему замглавы администрации пермского губернатора К. Маркевичу. Напомнив, что это оплата за рекламу «бегущей строкой» в Магнитогорске пермских страниц «Коммерсанта», юрист М. Кутовой попросил истицу объяснить необходимость таких затрат. Л. Крошечкина отказалась отвечать даже после предупреждения судьи Ольги Бузмаковой о возможных последствиях, определенных статьей 68 ГПК РФ. А именно: «В случае, если сторона удерживает находящиеся у нее доказательства, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны». Так и вышло. Суд признал правомерным увольнение Л. Крошечкиной по части 3 статьи 278 ТК РФ за причинение собственнику материального ущерба. Истице отказано в выплате 15,2 тыс. рублей за вынужденный прогул. В ее пользу с ООО «Коммерсантъ» в Перми» взысканы невыплаченная зарплата за июнь в сумме 84,2 тыс. рублей и компенсация морального вреда за задержку в размере 4 тыс. рублей. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд. Сохранилась переписка собкора ФЗГ по электронной почте с Л. Крошечкиной. 8 августа она дважды предложила не посещать слушания своего иска. Между тем, 23 августа ООО «Комммерсантъ» в Перми» обратилось в арбитражный суд с иском к прежнему гендиректору о возмещении убытков на 3,7 млн рублей. Этот процесс, надо полагать, тоже будет открытым.

АВГУСТ, 12
Александр Соколов
Прокуратура Центрального административного округа (ЦАО) Москвы нашла недочеты в материалах уголовного дела в отношении журналиста РБК Александра Соколова, обвиняемого в экстремизме. Как сообщила РБК адвокат журналиста Ольга Динзе, прокуратура указала следователям на несоответствие квалификации дела и собранных материалов. Теперь следствию придется устранять пробелы в доказательной базе и предъявлять Соколову новое обвинение, сказала она. По словам Динзе, либо в деле Соколова появится новая статья, либо останется та же, но с другими доводами и новыми доказательствами. В прокуратуре Москвы от комментариев отказались, сославшись на недопустимость разглашения данных предварительного расследования. В Следственном комитете РФ на запрос РБК не ответили. «О том, что прокуратура вынесла такое представление, мы узнали от следователей буквально вчера, - объяснила Динзе. - У нас было запланировано участие в судебном заседании по вопросу ограничения ознакомления с материалами уголовного дела, но заседание в итоге не состоялось, а следователи нам сообщили о вынесенном прокуратурой представлении». Александр Соколов был взят под стражу в июле 2015 года по обвинению в участии в деятельности организации «Армия воли народа», которая признана в России экстремистской. По версии следствия, после запрета «Армия воли народа» продолжила деятельность, сменив название на «Инициативную группу по проведению референдума «За ответственную власть». Соколов свою вину отрицает, утверждая, что его преследуют за профессиональную деятельность.

АВГУСТ, 12
Съемочная группа ЗабТВ
Заместитель председателя правительства Забайкальского края Александр Кулаков встретился за закрытыми дверями с предпринимателями, которые реализуют или собираются реализовывать инвестпроекты. Съемочной группе ЗабТВ (это новостной Интернет-телеканал Читы и Забайкальского края) пришлось брать интервью у участников встречи в холле здания, где проходило совещание. Там они и узнали от фермеров, что, во-первых, темы, которые обсуждались на встрече, были очень важные для жителей региона (возрождение крайпотребсоюза, строительство пищевых комбинатов для переработки сельхозпродукции), а во-вторых, на встречу пришло меньше десяти бизнесменов. В своем репортаже «с лестницы» журналисты ЗабТВ отметили и неуместность закрытых дверей, и то, что подобные совещания у предшественника Кулакова Алексея Шеметова, всегда были открытыми для СМИ. Кстати, не пускать на мероприятия, а то и выгонять с них журналистов ЗабТВ становится традицией. В апреле этого е года съемочную группу не пустили, например, на заседание министерства туризма. Объяснили запрет обезоруживающе просто: «Вы не способны разбираться в тонкостях… напишите что-нибудь не то».

АВГУСТ, 12
Надежда Гонгелева
Приказ об увольнении главному редактору районной газеты «Призыв» Надежде Гонгелевой был вручён неожиданно для неё. Глава администрации Лахденпохского района Карелии издал распоряжение о её увольнении, сославшись на норму Трудового кодекса, дающего право работодателю в любой момент прервать трудовой договор с работником, прекратив его досрочно (п.2 ст.278 ТК РФ) для чего не требуется объяснять причины увольнения. Такая норма закона существует, всегда делая наёмного работника беззащитным перед работодателем. Однако главный редактор газеты Н. Гонгелева решила защищаться, и с большой долей вероятностью можно говорить о том, что суд встанет на её сторону. Дело в том, что глава районной администрации В. Вохмин уволил Гонгелеву как руководителя муниципального унитарного предприятия «Редакция газеты «Призыв» (таков юридический статус у большинства районных газет в Карелии). Однако он пренебрёг тем обстоятельством, что Н. Гонгелева одновременно является ещё и редактором газеты. То есть при досрочном расторжении трудового договора работодатель обязан был учитывать требования федерального Закона «О средствах массовой информации» и наличие договора между соучредителями и МУП «Редакция газеты «Призыв». Следовательно, единолично своей волей он уволить Гонгелеву не имел права. Данное кадровое действие может быть реализовано только всеми тремя учредителями газеты «Призыв», в число которых входят: администрация автономного учреждения Республики Карелия «Информационное агентство «Республика Карелия», Совет депутатов Лахденпохского муниципального района и администрация муниципального района (её представляет Вохмин). Договор между соучредителями и МУП «Редакция газеты «Призыв» устанавливает коллегиальную форму принятия кадровых решений в отношении главного редактора газеты, то есть все учредители обладают равным правом участия в назначении и освобождении редактора газеты. Поэтому только по этой причине единоличное решение главы Лахденпохской районной администрации не может считаться законным. А, кроме того, скорый на расправу глава администрации района В. Вохмин, откровенно вышедший за пределы своей служебной компетенции, нарушил и ещё ряд законных норм, регламентирующих процедуру увольнения работника. Он не предупредил Гонгелеву в письменной форме об увольнении за три дня до расторжения трудового договора, не произвёл с ней окончательного расчёта в день увольнения, не выплатил Гонгелевой компенсацию за досрочное расторжение трудового договора в размере трёхкратного среднего месячного заработка. И это ещё не все нарушения Трудового кодекса, допущенные главой администрации района. Поэтому и должно быть отменено его незаконное распоряжение об увольнении директора-главного редактора газеты «Призыв» Н. Гонгелевой. Нужно добавить, что преследование Н. Гонгелевой началось после того, как в газете была опубликована статья, в которой критически оценивалась деятельность местного бизнесмена, являющегося депутатом районного совета. К самой статье претензий быть не может, так как публикация основана на документах проверки контролирующих органов. Но ещё до выхода в свет данной публикации в редакцию приходил бизнесмен-депутат и предупреждал главного редактора газеты Н. Гонгелеву, что обнародование материалов проверки дорого ей обойдётся. И, похоже на то, что нашлись рычаги давления на несговорчивого редактора. Данное обстоятельство, скорее всего, не станет предметом рассмотрения в судебном заседании.

АВГУСТ, 12
Иинформагентство Ura.ru
Союз журналистов Челябинской области призвал кандидатов, баллотирующихся на выборах в ГД РФ этой осенью, вести себя с прессой цивилизованно, и громкими пугающими заявлениями не разбрасываться. Поводом стало заявление в полицию депутата Валерия Гартунга, кандидата от «Справедливой России». В нем он просит проверить деятельность информагентства Ura.ru на причастность к организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ). В качестве доказательств он приводит два материала, опубликованные на сайте СМИ, которые, по его мнению, наносят урон его деловой репутации и подрывают авторитет в глазах общества. А в горячий предвыборный период, как известно, репутация, честь и достоинство ценятся буквально на вес золота. Публикации издания, по информации депутата, дублируются на восьми сайтах, среди которых аккаунты в соцсетях и «Живом журнале», а также в интернет-газете «Правда УрФО». Все эти сайты Валерий Гартунг просит проверить на «возможные преступные связи» с Ura.ru. Само информагентство он называет «вероятным структурным подразделением» некой ОПГ, куда входят государственные и муниципальные чиновники, а также его политические оппоненты, которые и оплачивают заказные материалы в СМИ. Депутат и кандидат просит установить лиц, причастных к ОПГ, и проверить финансово-хозяйственную деятельность информагентства для установления «коммерческого подкупа, а также соучастия в хищении бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и Резервного фонда». Сайт URA.ru после этого заявления немедленно подал обращение в региональный Союз журналистов, где за него незамедлительно вступились. «Впервые в Челябинской области журналистов пытаются обвинить в совершении столь тяжкого преступления, а предложенная заявителем квалификация действий СМИ рождает предположение о намерении заявителя оказывать давление на редакцию», - заявили в Союзе. На момент публикации нашей заметки предварительные итоги проверки ГУ МВД заявления Гартунга были неизвестны. Обнаружит ли полиция разветвленную ОПГ и заблокирует ли счета редакций – остается только гадать.

АВГУСТ, 13
Михаил Бормин
В Казани перед матчем чемпионата России по футболу между местным клубом «Рубин» и московским «Спартаком» состоялся конфликт. Его участниками стали журналист спортивной редакции издания KazanFirst Михаил Бормин и двое неизвестных, представившихся сотрудниками ОМОН. Как сообщается на сайте издания, фотокорреспондент готовил репортаж о том, как выглядит город накануне важного матча. Вблизи Кремля к нему подошли двое мужчин в комуфляже. «Я решил снять «вежливых людей» в камуфляже, которые по случаю полного порядка в городе изнывают на 30-градусной жаре. Заметив это, некоторые из них закрыли лица руками, а один сразу направился ко мне со словами: «На каком основании снимаем? Удаляй, что снял!». На мой вопрос, кто он, находится ли при исполнении и где его нагрудный знак, мужчина ответил коротко: «ОМОН» и полез было в карман – как я понял, за нагрудным знаком, но вдруг остановился: сзади подошел другой человек в камуфляже, как я понял – старший по званию, поскольку знаков различия на погонах у них не было. Второй также потребовал удалить фото, добавив при этом: «Или я сам сейчас удалю». Я воспринял эти слова как угрозу физического воздействия и удалил фото с одной из карт памяти, потому что опасался за свое здоровье и целостность камеры. После этого первый несколько раз акцентировано сказал мне «До свидания» – говорил до тех пор, пока я не направился от него подальше», - рассказал корреспондент.

АВГУСТ, 15
«Новая газета»
Супруга Игоря Сечина подала в суд на «Новую газету». Юристы Ольги Сечиной, супруги главы «Роснефти», требуют удалить тексты, в которых содержалось расследование о яхте St. Princess Olga. Кроме того, они настаивают на необходимости уничтожить все номера газеты от 1 августа 2016 года, в которых также содержались данные материалы. Как сообщает Rambler News Service, дело будет рассматривать Басманный суд Москвы. Отмечается, что «Новая газета» в данный момент изучает материалы дела и выбирает тактику защиты. По словам представителей издания, «судебное разбирательство всегда предпочтительнее любых подковерных разборок с использованием силовых или административных ресурсов». Ранее в «Новой газете» были опубликованы фотографии из закрытого Instagram-аккаунта женщины, которую издание назвало супругой Игоря Сечина. Некоторые снимки были сделаны на яхте St. Princess Olga, которая, по данным опрошенных газетой экспертов, стоит не менее 100 миллионов долларов. В «Роснефти» после публикации фотографий заявили, что материалы о яхте носили «заказной характер» и были связаны «с событиями, происходящими на рынке, включая приватизационный процесс».

АВГУСТ, 15
ВГТРК
Савеловский суд Москвы принял решение отказать НКО «Планета надежд» в удовлетворении иска к ВГТРК. «Суд на сегодняшнем заседании отказался удовлетворить требования иска о защите деловой репутации к ВГТРК. На заседании была объявлена только резолютивная часть решения, мотивы которого станут известны через три недели, то есть после получения на руки копии решения суда», - рассказала «Интерфаксу» юрист «Команды 29» Дарья Сухих, представляющая интересы правозащитников. При этом она отметила, что сегодняшнее решение суда первой инстанции будет обжаловано. Напомним, «Планета надежд» подала иск в суд на ВГТРК 26 февраля 2016 года. Организация пожаловалась на то, что в эфире телеканала «Россия 1» в мае и июле 2015 года журналистка Ольга Скабеева обвинила «Планету надежд» в нарушении закона. «Речь о том, что «Планета надежд» на американские деньги, по сути, пытается заниматься промышленным шпионажем в России», - цитирует НКО в иске слова, прозвучавшие в эфире. Журналисты также сообщили, что финансированием шпионской деятельности некоммерческой организации якобы занимается NED (Национальный фонд демократии). NED в России признан нежелательной организацией, за сотрудничество с которой грозит уголовная ответственность (см. монитор за февраль 2016 года). «Планета надежд» занимается проблемами женской безработицы, профилактикой наркомании и СПИДа, а также защитой тех, кто подвергся различным видам насилия. Организация настаивает на опровержении информации и компенсации судебных издержек на сумму 17,5 тысяч рублей. Добавим, в эфире «России 1» также были раскрыты личные данные руководителя НКО Надежды Кутеповой и показан ее дом в городе Озерске Челябинской области. Вскоре, опасаясь уголовного преследования, она попросила политического убежища во Франции и эмигрировала.

АВГУСТ, 16
Андрей Шалаев
В городе Коврове (Владимирская область) главного редактора проекта «Бессмертный барак» Андрея Шалаева в 4 часа утра обыскали и принудительно высадили из поезда Москва – Нижний Новгород. По словам Шалаева, обыск в присутствии проводника вели люди в полицейской форме, которые отобрали у него телефон и отказались называть свои имена и личные номера. Об этом сообщается в группе «Бессмертного барака» в соцсети «ВКонтакте». Сотрудники полиции в городе Коврове, где высадили Шалаева, отказались принимать у него заявление. Также сообщается, что телефон, отобранный у Шалаева, удалось вернуть уже в Нижнем Новгороде. Он был полностью отформатирован, в нем заменили карту памяти. Проект «Бессмертный барак» действует с мая 2015 года. На его сайте собраны воспоминания, рассказы, фотографии и документальные свидетельства репрессий в Советском Союзе. Любой желающий может самостоятельно создать страницу на репрессированного родственника.

АВГУСТ, 16
Мария Пустовая
Днём при исполнении своих профессиональных обязанностей в правительстве Калининградской области был задержан журналист калининградской газеты «Дворник». Формально - за «самовольное проникновение на охраняемый объект». Охраняемым от журналистов объектом явилось само здание правительства, а корреспондентом - шеф-редактор аккредитованной при правительстве газеты «Дворник» Мария Пустовая. Задержание произвели сотрудники отдела соблюдения пропускного режима. Начальник отдела Олег Зощик предложил «рассказать правду» об истинной цели визита в правительство. Аргументы о ведении журналистской работы его не устроили, и сотрудник аппарата позвонил по телефону «02», сообщив о незаконном проникновении. Олег Зощик многократно повторял, что корреспондент нарушил закон. Хотя вынести решение по поводу случившегося - прерогатива не отдела пропускного режима, а суда и правоохранительных органов. Прибывшие сотрудники полиции опросили работников пункта контроля на входе в правительство, не проявивших должной бдительности, когда журналист непосредственно заходил в здание, а затем отвезли корреспондента в отдел полиции, где взяли объяснения и составили протокол об административном правонарушении. Что впереди? По всей видимости - административное производство, суд и наложение штрафа, а также заявление в прокуратуру области о воспрепятствовании журналистской деятельности.

АВГУСТ, 16
СМИ Санкт-Петербурга
В Санкт-Петербурге журналисты возмущены тем, что их не пускают в здание городской избирательной комиссии. Они не могут получить всю информацию о заседаниях специальных рабочих групп. Тем временем, горожане не могут узнать кандидатов за которых они смогут проголосовать на предстоящих выборах. Многих избирателей смутила новая система выборов в Госдуму и местное законодательное собрание. Дело в том, что голосовать оба раза будут дважды – просто за партию и за отдельного кандидата от своего округа. Но у разобравшихся в этой системой появляется новая проблема как узнать имена кандидатов, которые идут по округам? Для этого нужно в интернете найти номер своего округа, потом найти специальный раздел на сайте Горизбиркома. Ввести туда заветные цифры и тогда появятся имена. На то, чтобы провести эту процедуру, журналисту, который пишет о выборах, потребовалось около получаса. Впрочем член горизбиркома Надежда Лебедева предложила простой вариант - не интересоваться кандидатам заранее, а просто прийти на выборы и узнать имена. У многих журналистов, как оказалось, накопилось множество претензий относительно открытости работы комиссии. Корреспондент сайта «Мой район» Сергей Кагермазов, рассказал, что его не пускали на заседания рабочих групп горизбиркома: «Журналистов не пускают на заседания этих рабочих групп, мотивируют это тем, что там персональные данные оглашаются, но нас не пускают даже посидеть под дверью, подождать, пока выйдут кандидаты, члены рабочих групп и поговорить с ними, взять какие-то комментарии. Также нам не давали ходить просто по избиркому, по лестницам, по коридорам». Представитель горизбиркома не смог разъяснить, могут ли журналисты попасть в здание ведомства или нет. Он сначала рассказал, что доступ закрыт, потом, что открыт, потом, что можно только в фойе и туалет, и при этом сотрудник не смог с юридической точки зрения мотивировать эти ограничения. Несколько журналистов собираются обратить в Центризбирком, чтобы там разъяснили, могут ли журналисты работать в здании городской избирательной комиссии.

АВГУСТ, 16
«Новая газета»
Глава «Роснефти» Игорь Сечин подал в суд иск к «Новой газете» из-за статьи о якобы принадлежащей ему яхте. Об этом сообщает ТАСС. «В суд 16 августа поступило исковое заявление от Игоря Сечина о защите чести и достоинства к «Новой газете». В настоящее время дата рассмотрения по существу не назначена», - сообщила агентству пресс-секретарь Басманного суда Москвы Юнона Царева. Она уточнила РИА Новости, что Сечин требует ликвидировать номера «Новой газеты», в которых была опубликована спорная статья. 1 августа в «Новой газете» были опубликованы фотографии из закрытого Instagram-аккаунта женщины, которую издание назвало супругой Игоря Сечина. Некоторые снимки были сделаны на яхте St. Princess Olga, которая, по данным опрошенных газетой экспертов, стоит не менее 100 миллионов долларов.

АВГУСТ, 16
Съемочные группы телекомпании «Ермак»
В Екатеринбурге директору местного авторсервиса «АвтоMasster», который напал на журналистов уральской окружной телекомпании «Ермак», предъявлено обвинение. Об этом рассказали в пресс-службе СУ СКР по Свердловской области. «Мужчине уже предъявлено обвинение по части 3 статьи 144 УК РФ («Воспрепятствование законной деятельности журналистов, сопряженное с насилием над журналистами и повреждением или уничтожением их имущества»). В качестве меры пресечения ему избрана подписка о невыезде», - заявили в ведомстве. Мужчине, согласно действующему российскому законодательству, грозит до шести лет лишения свободы. Напомним, что 28 июля 2016 года журналист «Ермака» совместно с оператором на основании редакционного задания прибыли к помещению автосервиса по улице Шефской в Екатеринбурге для подготовки телерепортажа о неудовлетворительной работе автосервиса. В ходе проведения видеосъемки несколько лиц из числа сотрудников автосервиса (в частности, директор организации) отобрали у них видеокамеру с носителем информации, а также причинили телесные повреждения корреспонденту и оператору (см. монитор за июль 2016 года). Продолжается расследование аналогичного инцидента, который произошел в этот же день в Артемовском. Там снимался репортаж о плохой работе частной организации, расположенной по улице Куйбышева, занимающейся отловом собак. В ходе видеосъемки и подготовки телесюжета работники фирмы «Уралстройремонт» без объяснения причин повалили журналистов на землю, били и повредили видеокамеру. По словам пострадавших, как только они начали записывать сюжет, к ним подбежал сам хозяин предприятия. Он напал на оператора, выбил из его рук и сломал оборудование. К нему присоединились другие присутствовавшие на территории сотрудники. Водителя и оператора били, девушку-корреспондента, к счастью, не тронули. Оператору выламывали руки, пытаясь забрать флеш-накопитель с видео нападения. Он отдал пустую флешку, а видео с доказательствами осталось при нем. По всей видимости, данное видео будет использовано при выяснении обстоятельств в полиции (см. монитор за июль 2016 года). Два эпизода по нападению на журналистов были объединены в одно производство. «В настоящее время в рамках расследования обоих возбуждённых уголовных дел сотрудники СУ СКР продолжают выполнение необходимых мероприятий, направленных на сбор доказательственной базы», - сообщили в пресс-службе силового ведомства, отметив, что на сегодняшний день проведены осмотры мест происшествий, допрошены свидетели, а также представители СМИ в качестве потерпевших. Кроме того, «назначены и проводятся судебные медицинские экспертизы пострадавших в целях установления степени тяжести причинённого вреда здоровью и устанавливается размер материального ущерба». Расследование обоих уголовных дел в настоящее время продолжается и находится на контроле руководства регионального СК России.

АВГУСТ, 17
Марина Моринова
В Перми началось рассмотрение иска бывшего обозревателя Марины Мориновой к газете «Звезда». Помимо прочего, безработная ныне журналистка требует с ответчика невыплаченную за апрель, май и июнь зарплату. Это уже третий за последние дни подобный иск к изданию-должнику. Номер «Звезды» за 19 января 2016 года открывался фотографией Марины Мориновой из крещенской купели. «После погружения наступает неимоверная бодрость, хочется свернуть горы и категорически не сидится на месте», - призналась она в заметке, озаглавленной «Боевое крещение». Спустя пять месяцев Марина Моринова, дочь известного в прошлом радиожурналиста Виктора Моринова, уволилась из редакции по собственному желанию. На заседании Свердловского районного суда Перми 17 августа истица сообщила, что теперь состоит на учете в службе занятости. Для матери-одиночки, воспитывающей 5-летнего сына, переживать безденежье тяжело – сказала она ФЗГ. Судья Ольга Князева огласила заявленные требования. Долг по зарплате – 60,7 тыс. рублей, за гонорар – 15 тыс. рублей, компенсация за отпуск – 15 тыс. рублей, моральный вред – 100 тыс. рублей, судебные расходы – 4 тыс. рублей. Выяснилось, что иск подан не в тот суд. Хотя редакция «Звезды» после 46-летнего пребывания в здании одноименной типографии по улице Дружбы, 34, недавно переехала в офисный центр «Грин-плаза», юридический адрес остался прежним. Поэтому гражданское дело территориально подсудно не Свердловскому, а Мотовилихинскому районному суду Перми. 8 августа Мотовилихинский районный суд частично удовлетворил иски двух уволившихся сотрудников «Звезды». В пользу бывшего шеф-редактора Степана Хлопова решено взыскать 61 тыс. рублей. В пользу бывшего заместителя гендиректора Любови Трефиловой – 76,7 тыс. рублей. Марина Моринова поделилась с ФЗГ пережитым. Сокращения штатов, задержки с зарплатой, переход на 4-дневную рабочую неделю, отключения электричества из-за долгов – все это вынудило ее категорически не сидеть на месте. Но поиск достойного приработка через сообщество «ФрилансПермь» результата пока не дал, призналась журналист.

АВГУСТ, 17
Радиостанция «Говорит Москва»
Главный редактор радиостанции «Говорит Москва» Сергей Доренко заявил об отключении станции от эфира. «Нас нет больше в эфире. Нас отключила Русская медиагруппа. Радио «Говорит Москва» отключено от эфира с 16.43», - написал Доренко в микроблоге Twitter. Главред станции добавил: «Техническая неисправность была устранена в течение 20 минут». Сергей Доренко обвинил руководство РМГ в отключении радиостанции от эфира. Он возмущён тем, что смена руководства РМГ привела к катастрофическому непрофессионализму. Доренко записал обращение к виновникам отключения: «Это деградация страшная, кощунственная, чудовищная, позорная деградация. А сколько апломба, сколько задиристости, сколько наглой нахрапистости у этих людей, которые не способны обеспечить эфир. Позор, Русская медиагруппа!».

АВГУСТ, 17
Юрий Ильченко
Блогер из Севастополя Юрий Ильченко, находившийся под домашним арестом по делу об экстремизме, бежал из Крыма на Украину. Об этом сообщает на своем сайте министерство информационной политики Украины. 38-летний Юрий Ильченко – владелец школы иностранных языков. Дело против блогера возбудили за публикацию на личном сайте статьи с критикой присоединения полуострова к России действий на востоке Украины. Власти Крыма обвиняют его по двум статьям – «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и «Разжигание межнациональной ненависти или вражды». 2 июля 2015 года он был задержан сотрудниками ФСБ России и Центра по противодействию экстремизму и помещен на 11 месяцев в следственный изолятор Симферополя. В июне он был переведен под домашний арест, из-под которого ему удалось бежать.

АВГУСТ, 18
Наталья Вахонина
В Нижнем Тагиле (Свердловская область) сотрудники Следственного комитета РФ устроили обыск в квартире главного редактора местного агентства новостей «Между строк» Натальи Вахониной. Ее подозревают в том, что в 2011 году она выложила в своем аккаунте «ВКонтакте» песни группы «Хук справа». Как сообщил директор агентства Егор Бычков, в постановлении об обыске сказано, что эти песни «унижают достоинство российского обывателя». По словам Бычкова, СК завел дело по статье об экстремизме. При этом директор агентства отметил, что песни группы «Хук справа» не включены в список экстремистских материалов. «Также напомню, что редакция статьи 282 на момент вменяемого преступления относилось к нетяжким преступлениям, срок давности по которым истекал через два года. То есть сроки давности давно прошли», - написал Бычков в своем фейсбуке. «Расцениваю происходящее как давление на наше СМИ и весь журналистский коллектив. Неудивительно, что это делается в преддверии предстоящих выборов. «Между строк» - самое цитируемое городское СМИ региона, работающее не в Екатеринбурге», - сообщил Егор Бычков. СУ СКР по Свердловской области подтвердило информацию о возбуждении уголовного дела на главного редактора информационного агентства «Между строк» из-за размещенных в соцсети медиафайлов. Пресс-служба регионального СУ СКР сообщает, что в квартире подозреваемой проведен обыск, в ходе которого изъята компьютерная техника и другие носители цифровой информации. Изъятое будет направлено на экспертизу. В отношении главного редактора возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти любо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). «Производство следственных мероприятий по уголовному делу осуществляется в строгом соответствии с нормами уголовно-процессуального закона и никаким образом не связано с профессиональной деятельностью журналиста, а также не имеет абсолютно никакого отношения к политической или избирательной сфере», - говорится в сообщении СКР.

АВГУСТ, 18
Фонд поддержки расследовательской журналистики
Пресненский суд Москвы ликвидировал «Фонд поддержки расследовательской журналистики», сообщил РИАМО представитель пресс-службы суда. «Пресненский суд Москвы в четверг ликвидировал «Фонд поддержки расследовательской журналистики - Фонд 19/29», - сказал собеседник агентства. Фонд поддержки расследовательской журналистики - содружество журналистов-расследователей, которое профессионально, финансово, юридически поддерживает независимых журналистов и блогеров в проведении расследований с использованием современных технологий, отмечается на сайте фонда.

АВГУСТ, 18
СМИ Первоуральска
В Первоуральской территориальной избирательной комиссии (Свердловская область) прошло заседание рабочей группы по информационным спорам. На заседании должны были обсудить нарушение одного из кандидатов в ходе предвыборной агитации. Однако на заседание журналистов не пустили, не смотря на «открытость» деятельности избирательной комиссии. Первым делом на заседании обсудили целесообразность присутствия прессы при обсуждении информационного спора. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса Сергей Ошурков предложил провести заседание без журналистов. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса Давид Недобейко напротив, предложил провести заседание в присутствии прессы. «Я напоминаю, что по закону деятельность избирательной комиссии должна быть гласной. Средства массовой информации имеют право наблюдать за любимыми действиями избирательной комиссии где бы, когда бы они не состоялись, - говорит Давид Недобейко. - Любое иное отношение к этому вопросу является нарушением сразу нескольких законов». Тем не менее, члены с правом решающего голоса проголосовали за то, чтобы журналистов на заседании не было.

АВГУСТ, 18
Съемочная группа программы «Ревизорро»
Коллегия суда Ямало-Ненецкого автономного округа отменила приговор владелице кафе «Виктория» в Салехарде Эльвире Арндт, которую ранее признали виновной по делу об избиении съемочной группы программы «Ревизорро». Об этом «Интерфаксу» сообщили в окружном суде. Суд удовлетворил апелляционную жалобу Арндт, которую она подала после того, как в июне ее осудили по части 3 статьи 144 Уголовного Кодекса («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, соединенное с насилием над журналистом, либо с повреждением его имущества»). Сообщалось, что Арндт получила два года условно. По словам представителя суда, действия двух сотрудников кафе, также осужденных по этой статье, были переквалифицированы на менее тяжкую статью - «Побои». Уголовное дело в отношении них прекращено «в связи с декриминализацией деяния». В суде уточнили, что из-за недавно вступивших в силу изменений закона, действия сотрудников считаются не уголовным, а административным правонарушением. Уголовная ответственность за побои предусмотрена, только когда речь идет об избиении близких родственников и ряде других случаев, под которые потасовка в «Виктории» не подпадает. Драка в салехардском кафе произошла 8 августа 2015 года. Группа «Ревизорро» осуществляла в «Виктории» съемки очередного сюжета. В результате потасовки один из членов съемочной группы получил черепно-мозговую травму. Шоу «Ревизорро» выходит на телеканале «Пятница» с июня 2014 года. Репортеры программы проверяют качество услуг в ресторанах, кафе, гостиницах и других заведениях. Журналисты проникают на кухни предприятий общественного питания, что подчас вызывает негативную реакцию владельцев, администраторов и поваров заведений.

АВГУСТ, 18
Анатолий Сологубов
В Волгограде охрана Виктора Януковича задержала журналиста, попытавшегося снять дорогую яхту, на которой, как стало известно репортерам, прибыл экс-президент Украины с семьей. Во время недолгого пребывания в Волгограде Виктор Янкович с семьей посетил Мамев Курган и музей-панораму «Сталинградская битва». При этом вход других гостей города на территорию музея был на это время ограничен. Безопасность политика обеспечивалась силами охраны, но при участии МВД, отмечают источники издания. Чрезмерная бдительность телохранителей Янковича и стала причиной их конфликта с главредом «Социнформбюро» Анатолием Сологубовым. По его словам, когда он выполнял редакционное задание, его в грубой форме задержали, допросили и потребовали удалить сделанные фотографии. Дело в том, что журналист, получив информацию о прибытии элитной яхты стоимостью в несколько миллионов долларов в Речпорт Волгограда, попытался сделать об этом фоторепортаж.

АВГУСТ, 20
Татьяна Седых
Редактор газеты «Моё побережье» (Хабаровский край) Татьяна Седых сообщила, что возбуждено уголовное дело, которому предшествовали пять отказов и два с половиной года ее настойчивых заявлений в правоохранительные органы. Но даже в данной ситуации в ОМВД Ванинского района Хабаровского края на многое просто пытаются закрыть глаза. Татьяна Седых пишет: «Только за 2014 года мне пришло 5 отказов в проведении оперативно-розыскных мероприятий и возбуждении уголовного дела. Прокуратура Хабаровского края и СУ СК по Хабаровскому краю перекинули мои заявления по «подследственности» - в ОМВД Ванинского района. Оттуда сразу же пришел отказ - «за отсутствием события преступления». Поражает «компетентность» служителей порядка и закона. Вот цитата только одного из ответов из УМВД по Хабаровскому краю: «В представленном тексте имеется высказывание, в котором негативно оцениваются лица женского пола на фото… В представленном тексте… негативно оценивается Татьяна Седых, вместе с тем, факты действительности или положение дел, имеющие отношение к гр. Седых Т.А. и выражающие негативную оценку ее деятельности, не имеются». Выходит, раз размещают фото и говорят негативно о Татьяне Седых, а не о гр.Седых Т.А, значит всё нормально. О чем же речь? После моего обращения к Владимиру Путину на пресс-конференции президента РФ с журналистами в декабре 2013 года, где я рассказала о проблемах моих земляков, против меня была организована информационная травля. Происходящее в Хабаровском крае - это образец того, как безнаказанно можно годами травить журналиста. Вскоре после пресс-конференции появились статьи в краевых СМИ, а в интернете анонимная инициативная группа создала сайт. Изощренные издевательства, оскорбления и глумление не знали границ, потому что анонимы были уверены в своей безнаказанности. «Закидоны Седых», «Разговор с психиатром о Седых» - это лишь некоторые из размещенных на сайте материалов, в которых анонимные авторы, не стесняясь в выражениях, рассуждали о моем психическом состоянии, о том, что я инвалид, и о газете, которую я издаю: «Даже те из нас, которые не покупают газеты Седых, все равно так или иначе вынуждены периодически читать ее творчество, ее сборник перевернутых фактов. Ведь в газете своей она пишет о нашем поселке, который для большинства из нас любимый, о наших друзьях, знакомых, на которых выливает потоки грязи». Были размещены и различные фотографии. Например, где я в инвалидной коляске и с подписью под фото «Мы умеем ходить, но предпочитаем ездить» и др. Я с детства не боюсь говорить, что я инвалид – в этом ничего нет постыдного, сама заработала пенсию и никогда не прикрываюсь своей инвалидностью. Наоборот, считаю себя человеком, который вопреки испытаниям работает, выпускает газету и помогает людям. Но в данном случае задели не только меня - речь о дискриминации по признаку инвалидности, как бы этого не старались не заметить в полиции. В постановлении о признании меня потерпевшей сказано, что мне причинен только моральный вред. Свое несогласие с этим решением я уже направила в ОМВД и в прокуратуру Ванинского района. Я с этим не согласна, так как в отношении меня была распространена ложь, порочащая мои честь и достоинство, и как журналиста, и как гражданина России. А также были распространены сведения, которые я рассматриваю, как дискриминацию по признаку инвалидности. Все фотографии и тексты были представлены в правоохранительные органы, а их содержание не вызывает сомнений. Вот только как теперь на мое несогласие отреагируют в органах? Кроме того, в полиции беспомощно разводят руками - уголовное дело возбудили, а кого, как и где искать - не знают. «Установили», наконец, того, кто является администратором сайта, на котором шла эта травля. При проверке оказалось, что ни ФИО, ни адрес проживания (указан домашний адрес одной из поселковых старушек), ни паспортные данные просто не соответствуют действительности – «сведения о данной личности в ИБД Регион не числятся». Вот так «зашифровалась» «обличающая» журналиста инициативная группа. Хотя, чего можно было ожидать спустя 2.5 года, если никого не искали даже по «горячим следам».

АВГУСТ, 20
Юлия Латынина
На журналистку «Новой газеты» Юлию Латынину совершено нападение в центре Москвы. Вечером она должна была вести эфир. Двое неизвестных подошли к Латыниной в районе редакции «Эха» на Арбате и вылили на нее фекалии. «Один из них был в мотоциклетном шлеме, чтобы нельзя было опознать. Второй ждал на мотоцикле», - рассказала она. Латынина утверждает, что ее выслеживали на протяжении нескольких недель, поэтому точно знали, где она паркует машину. По мнению журналистки, нападение может быть связано с «кремлевским поваром» Евгением Пригожиным, которого она, в частности, упоминала в своей передаче «Код доступа» на «Эхе Москвы». Официальные представители полиции подтвердили проведение проверки в связи с «противоправными действиями» в отношении представителя СМИ. Дежурный офицер отметил, что полиция зарегистрировала заявление в связи с противоправными действиями против представителя СМИ, информация о которых появилась накануне в интернете. По результатам проверки будет принято процессуальное решение. Источник в правоохранительных органах пояснил, что проверку проводят по факту нападения на Латынину. С требованием «найти и наказать» нападавших выступил Союз журналистов России. «Очевидно, что данное происшествие связано с профессиональной деятельностью Латыниной», - говорится в заявлении союза. «Новая газета» в своем заявлении отметила, что не может прямо связать нападение на Латынину с Пригожиным, но отметила тенденцию, при которой «самозваные псевдо-патриоты берут на себя функцию карателей».

АВГУСТ, 20
Ольга Рипачёва
Шахтинский ОВД (Ростовская область) отказал в возбуждении уголовного дела по факту нападения на журналиста городской газеты КВУ Ольгу Рипачёву. Журналистка прибыла на улицу Ленина по заданию редакции: в газету обратились жители, у которых соседи Григорян обрезали водопровод. Сначала Рипачёва поговорила с заявителями и убедилась, водопровод действительно обрезан, причём давно. Потом она направилась в домовладение, где живут обидчики соседей. Дверь открыла пожилая женщина, отвечать на вопросы она отказалась, а через 5 минут к дому подъехала машина. Из неё вышли четверо крепких мужчин, которые стали кричать на журналистку, а потом брат хозяйки дома выхватил из рук Рипачевой видеокамеру и телефон. Подоспевшие соседи пришли на помощь корреспонденту. «Спасибо жителям улицы, кто успел защитить меня и вырвать из рук телефон, говорит Ольга. - Соседям досталось больше. Одному едва не выбили зубы - разбили губу, а женщине, когда она пыталась спасти мой телефон, в кровь расцарапали руку». Когда жители вызвали полицию, нападавшие сели в машину и уехали, выкрикивая нецензурные слова и показывая неприличные жесты (см. монитор за июнь 2016 года). Ольга Рипачёва написала заявление в полицию, однако майор Куненков в возбуждении уголовного дела отказал «в связи с отсутствием состава преступления». На полицию не произвела впечатление даже видеозапись этих событий, сделанная Рипачёвой. В связи с повреждением видеокамеры и телефона в отношении господина Григоряна возбуждено административное дело по ст. 7.17 КоАП РФ («Уничтожение или повреждение чужого имущества, влечет наложение штрафа в размере от 300 до 500 рублей).

АВГУСТ, 22
Сайт vlcrime.net
Известный в Приморье форум компроматов и провокационной информации о политической и криминальной жизни Приморья – vlcrime.net – внесен в реестр запрещенных на территории РФ. Форум vlcrime.net запустили в начале нулевых по предложению доктора юридических наук Виталия Номоконова на сайте Владивостокского Центра исследования организованной преступности, который он и возглавлял. Сначала форум был площадкой для обсуждения юридических вопросов, но спустя несколько лет практически каждый житель Приморья знал: хочешь найти компромат или узнать подноготную известного в крае политика, бизнесмена или авторитета – зайди на форум. «Мы этот форум открывали как площадку для обсуждения, а когда его начали использовать для сброса компры, клеветы всякой и прочего, передали в пользование другим людям. Когда форум стал использоваться в разных противоправных целях, нас стали запрашивать: кто, что, да как, поэтому мы с ним попрощались». Форум попал в другие руки. Но информации и компромата на нём было множество, в том числе и о самых громких коррупционных делах и о множестве других. С 2007 года форум был зарегистрирован в Канаде. Как рассказал в интервью «Новой газете во Владивостоке» руководитель управления Роскомнадзора по Приморскому краю Андрей Губенко, соцсетями, которые зарегистрированы не в зоне .ru и .рф, занимается центральный аппарат Роскомнадзора: «Нами там выявлено более 500 записей, нарушающих закон о защите персональных данных граждан. Мы обратились в Советский районный суд Владивостока, решение вынесено, оно устояло, в ближайшее время мы подадим этот сайт в Реестр запрещенных на территории РФ. Или из него уберут все обозначенные выше персональные данные, или российские провайдеры обязаны будут с этого момента его блокировать. Мы не говорим о других многочисленных материалах, опубликованных на этом ресурсе; поводом для нашего реагирования и обращения в суд стало именно нарушение закона о защите персональных данных», – сказал Андрей Губенко. РИА PrimaMedia сообщало, что, «пролежав несколько дней в начале июля в недоступности, сайт vlcrime.net вновь ожил. Как будет на этот раз – неизвестно. Ведь политическая обстановка непростая, и зарубежные хостинг-провайдеры могут и не прислушаться к требованиям российского Роскомнадзора и судов. Границы свободы слова в разных странах разные. Не секрет, что на ресурсе распространяется скандальная и неудобная для многих информация, а в период выборов, при общем запрете на анонимную агитацию и антиагитацию, вот такие анонимные вбросы особенно интересны публике. Удастся ли совсем закрыть vlcrime.net – покажет время.

АВГУСТ, 22
ООО «Ника-пресс»
Житель Карелии Яков Симанов, занимающийся фотографией, обнаружил на одном из республиканских сайтов снимок, авторство которой принадлежит ему - по крайней мере, сам он на этом настаивает, обратившись в Петрозаводский городской суд за защитой своих авторских прав. Истец утверждает, что ни устного, ни письменного разрешения на обнародование фотографии не давал. И поскольку редакция сайта самовольно воспользовалась его фотографией, взяв её из социальной сети, то он просил взыскать с ООО «Ника-пресс», которому принадлежит сайт, 75 тысяч рублей. В эту сумму истец включил собственные убытки (покушение на его авторство), компенсацию морального вреда и судебные расходы на представителя. Фотографию, из-за которой разгорелся судебный спор, сложно назвать уникальной и высокохудожественной. Это была совершенно рядовая съёмка на мобильный телефон паровозика, слепленного детьми зимой во дворе детского сада в Петрозаводске, и размещённая в Инстаграме. Иск принят к рассмотрению, однако в ходе первого заседания обнаружилось, что автору фотографии (если он автор) требуется доказать факт распространения фото на сайте, так как оно было удалено редакцией после возникшего конфликта, нотариально же факт размещения ответчиком фото на сайте до суда не было оформлено. Это означает, что потребуется проводить техническую экспертизу сайта, чтобы подтвердить факт публикации фотографии. Спорным остаётся и вопрос об отсутствии авторства на фотографии. Когда она публиковалась, то редакция указывала фамилию автора – Симанова. И, более того, редакция утверждает, что получала от последнего согласие на публикацию его фотографии. Между редакций и Симановым велась электронная переписка, которая к настоящему времени удалена, утверждают в редакции. Сложность спора в том, что редакции СМИ, пользуясь контентом, в том числе фото- и видеоматериалами, исходят из того, что Гражданский кодекс допускает без согласия автора использование в обзорах текущих событий его общедоступные произведения, в том числе и фотографии. Более того, в пользовательских соглашениях сервисы, поддерживающие социальные сети, устанавливают норму о возможности обнародования авторского контента другими лицами, приходящими на платформу, предоставляемую сервисом. И если человек размещает свои фотографии или видео на данной платформе, то он тем самым подтверждает, что соглашается с пользовательским соглашением. Автор сам делает свой информационный продукт общедоступным. Случай, который начат рассматриваться Петрозаводским горсудом, попадает именно в эту канву событий и обстоятельств. В ходе первого заседания выяснилось, что истец не подготовил доказательств своего авторства (нет в представленных материалах первичного электронного файла с фотографией), нет доказательства того, что ответчик использовал фотографию Симанова. И, кроме того, потребуется восстановить переписку, ведшуюся сотрудником редакции и истцом, для чего направлен судебный запрос держателям почтовой платформы. Следующее заседание по делу назначено на середину сентября. Результат этого судебного процесса важен для многих сайтов, особенно новостных, для которых социальные сети давно стали информационным источником.

АВГУСТ, 22
Ольга Овсянникова
Ольга Овсянникова, заместитель главного редактора газеты «ЗАТО Большой Камень» (Приморский край), была неожиданно уволена (см. монитор за февраль 2016 года). Она связала увольнение с публикациями своих материалов, которые затрагивали острые проблемы города и вызывали недовольство местных властей. Но для её увольнения был использован удобный повод – реорганизация предприятия. Ранее оно официально называлось МУП «Редакция СМИ» города Большой Камень, но предприятие ликвидировали, зам редактора была уволена официально – «в связи с ликвидацией предприятия», которая, по её словам, оказалась фиктивной. Новое предприятие МАУ «Редакция СМИ», автономное учреждение, получило то же название, прежние функции, те же цели и задачи, более того, во вновь сформированный штат, со слов журналистки, вошли те же сотрудники ликвидированного предприятия, кроме неё. Суды принимали решения в её пользу. Суд первой инстанции установил, что ликвидация МУП «Редакция СМИ» была формальной и фактически его права и обязанности перешли к МАУ «Редакция СМИ». По закону, реорганизация юридического лица не является основанием для расторжения трудового договора с работником, поэтому увольнение Овсянниковой была незаконным. Госинспекция труда Приморского края подтвердила допущенные при увольнении нарушения трудового законодательства и закона о занятости. Но на работе её не восстановили. Тогда журналистка обратилась за помощью в Центр правовой поддержки журналистов Общероссийского народного фронта. И Центр ей помог! Эксперты Центра ОНФ оказали Ольге Овсянниковой необходимую правовую помощь при подготовке к судебному заседанию, которое закончилось в ее пользу. «Овсянникова после решения суда была восстановлена в должности, она продолжает работать в газете, и у главного редактора издания претензий к ее работе нет», - подтвердила руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ Наталья Костенко.

АВГУСТ, 22
Телеканал «Москва 24»
Историк и кандидат на выборы в Госдуму от партии «Парнас» Андрей Зубов пожаловался на цензуру во время дебатов на телеканале «Москва 24». Сообщение появилось на его странице в Facebook. Как сообщает Зубов, во время записи эфира ведущая задала «провокационный» вопрос о его отношении к присоединению Крыма. «Это отношение все вы знаете, и, безусловно, ведущая и те, кто составляли ее вопросы к кандидатам, его тоже прекрасно знали. В самом конце моей речи, а каждому на ответ было отведено 140 секунд, в зале прозвучал гудок и замигал красный фонарь. Ведущая прекратила запись и потребовала записать мой ответ заново, так как я якобы нарушил российское законодательство о противодействии экстремизму», - написал кандидат в соцсети. По данным «Новой газеты», Зубов отказался записывать ответ снова, поскольку был уверен, что «никакого экстремизма в ответе нет». По мнению кандидата, с его позицией были согласны участники дебатов Олег Митволь, Сергей Станкевич и Владимир Родин. «Я понимал, что вопрос этот - чистая провокация, чтобы подвести меня под новый закон о публичных призывах к нарушению целостности России. Поэтому я отвечал крайне аккуратно. Говорил о преступности аннексии и о печальных последствиях этого акта, но о возврате Крыма не говорил, да и вопрос был не об этом», - отметил историк.

АВГУСТ, 22
Максим Кононенко
Журналиста Максима Кононенко вызвали на допрос. Как рассказал сам блогер в своем Telegram-канале, сотрудники правоохранительных органов заявили ему, что он подозревается в экстремизме. Кононенко отметил, что узнал о требовании явиться в полицию накануне, 22 августа. Кроме того, журналист добавил, что не смог узнать подробности во время телефонного разговора. В июле 2015 года социальная сеть Facebook заблокировала страницу Кононенко. Причиной стала публикация отрывка из стихотворения Александра Пушкина «Моя родословная», в котором используется слово «хохол». «Поскольку в Facebook ходил упорный слух, что за употребление слов «хохол» и «укроп» банят автоматически, решил проверить, сколь широко простирается покрытие термина «хохол». Я представить себе не мог, что это распространяется и на Пушкина», - рассказал тогда Кононенко. Максим Кононенко – журналист, публицист и блогер. Бывший соведущий телепрограммы «Реальная политика» Глеба Павловского на НТВ.

АВГУСТ, 23
Радиостанция «Зенит»
Петербургская радиостанция «Зенит» не согласилась поставить в эфир ролик кандидата в депутаты городского парламента и главы регионального отделения ФБК Дмитрия Сухарева. Как уточнил Сухарев, ему сообщили, что юристы станции имеют претензии к содержанию ролика. В частности, речь идет о той его части, где критикуется строительство стадиона на Крестовском острове.

АВГУСТ, 24
Московское бюро The New York Times
Московское бюро американской газеты The New York Times подверглось нападению хакеров, говорится на сайте издания. Ранее о проникновении хакеров в системы The New York Times сообщалось неофициально. По данным газеты, нападение не было успешным, и хакерам не удалось украсть никаких данных. Издание не возложило ответственность на какую-то страну за попытку взлома. Ранее CNN со ссылкой на данные ФБР сообщила, что хакеры, которые, вероятно, связаны с Россией, могли быть причастны к попытке взлома сразу нескольких американских изданий, включая The New York Times. Федеральное бюро расследований занимается попыткой взлома The NY Times, сообщил чиновник, знакомый с расследованием, отметив, что расследований взломов других новостных изданий не ведется.

АВГУСТ, 24
ВГТРК
НТВ
Бывший адвокат бизнесмена Сергея Полонского Диана Татосова обратилась в Савеловский суд Москвы с гражданским иском о защите чести к супруге предпринимателя Ольге Дерипаско. Схожий иск предъявлен и двум телекомпаниям: ФГУП «ВГТРК» и АО «Телекомпания НТВ». По информации, опубликованной на сайте РАПСИ, Татосова требует компенсации морального вреда на общую сумму два миллиона рублей. Татосова защищала интересы Полонского в период с марта по ноябрь 2013 года. В мае 2015 года была произведена депортация Полонского в Россию (из Камбоджи), в связи с чем в СМИ «последовал ряд новостных сюжетов и программ на разные вариации данной темы». В специальном репортаже на канале «Россия 1» и в программе на НТВ, как указывает Татосова, Дерипаско публично опорочила ее имя и деловую репутацию, употребив ложные и унижающие выражения. Согласно иску, ответчик обвинила адвоката в мошенничестве, предательстве и шпионаже, а также связях с Полонским. Кроме компенсации, Татосова просит суд обязать Дерипаско дать опровержение, а ФГУП «ВГТРК» и АО «Телекомпания НТВ» произвести аналогичную телепередачу и транслировать ее в эфир наряду с ответом истца в опровергающем выпуске.

АВГУСТ, 24
СеверПост
Журналистов СеверПост отказались пустить в аварийное отделение радиологии в Мурманском областном онкологическом диспансере. Редакция неоднократно обращалась в региональный Минздрав с просьбой разрешить посещение отделения, но получила отказ. На протяжении двух дней в пресс-службе министерства корреспондента СеверПост заверяли, что этот вопрос решается и обещали сообщить дату, когда можно будет посетить онкодиспансер. Однако после очередного звонка журналисту уже предложили написать официальный запрос. Между тем, как рассказали СеверПост пациенты радиологического отделения, накануне в диспансере с проверкой побывала комиссия. Напомним, пациенты опубликовали в соцсетях шокирующие фотографии отделения радиологии областного онкологического диспансера. На снимках видно, что помещение находится в аварийном состоянии. Пациенты возмущены, что людям со смертельным диагнозом бороться за жизнь в нечеловеческих условиях и покупать лекарства за свои деньги. Руководство онкодиспансера подтвердило, что отделение находится в аварийном состоянии. При этом причину, по которой в помещении не проводился ремонт, главврач не назвал, отметив только, что в работе персонала были выявлены недочеты.

АВГУСТ, 24
Все СМИ
Корреспондент MR7 Сергей Кагермазов отправил обращение в Центральную избирательную комиссию с просьбой разобраться в ситуации, произошедшей 23 августа, когда вход в помещения петербургского Горизбиркома был ограничен для журналистов. Проблемы с ГИК у представителей СМИ начались в августе этого года, когда начались заседания рабочих групп, рассказал Лениздат.Ру Кагермазов. «Журналистам не сообщалось о времени заседаний, в пресс-службе отвечали, что не владеют информацией», - отметил корреспондент MR7. Сам председатель Горизбиркома Виктор Панкевич в неформальной беседе заявлял, что журналистика умерла 20 лет назад, а нынешние редакторы приказывают журналистам «троллить» ГИК, добавил Кагермазов. По данным MR7, рано утром 23 августа Панкевич объявил коллегам и подчиненным о новых правилах и раздал сотрудникам ГИК магнитные ключи. В итоге проблемы возникли не только у представителей СМИ, но и у трех прокуроров, которые пришли на встречу с Панкевичем, - охрана не их пустила.

АВГУСТ, 25
Федор Марьясов
Сопредседателя общественной организации «Природа Сибири» Федора Марьясова заподозрили в возбуждении ненависти к социальной группе «атомщики» (статья 282 УК РФ). В рамках расследования уголовного дела в квартире Марьясова, расположенной в ЗАТО Железногорск под Красноярском, сотрудники ФСБ провели обыск. Был изъят системный блок компьютера и распечатанный доклад о Росатоме. Уголовное дело было возбуждено на основании лингвистической экспертизы материалов, которые Марьясов публиковал в соцсети «ВКонтакте». Марьясов на протяжении последних нескольких лет ведет борьбу против строительства в Железногорске могильника ядерных отходов. Он, в частности, утверждает, что обладает доказательствами нарушений, допущенных при подготовке этого проекта. Именно с критикой Росатома, по мнению активиста, и связано возбуждение уголовного дела. «В постановлении о признании меня подозреваемым говорится о разжигании ненависти к социальной группе «атомщики». Но документ мне на руки не дали и сфотографировать не позволили. Сказали, что ознакомлюсь на этапе следствия. Отдали только протокол осмотра помещения и изъятия компьютера», - рассказывает Марьясов.

АВГУСТ, 25
Газета «Челябинский рабочий»
В начале сентября в Арбитражном суде Челябинской области начнется рассмотрение дела о банкротстве ЗАО «ЧР-Менеджер», точнее, того, что осталось сегодня от частной и старейшей газеты «Челябинский рабочий». Издание, считавшееся независимым, приказало долго жить, оставив 8 млн рублей долгов по зарплате и офисные помещения, которые сейчас продаются за 15 млн. Но безуспешно, покупателя все нет, и надежды у 36 сотрудников издания, уволенных вследствие расформирования редакции, тают с каждым днем. Они больше года уже не видели своей, теперь уже стремительно обесценивающейся, зарплаты. Среди уволенных циркулируют настойчивые слухи о том, что вот-вот назначат конкурсного управляющего, помещения продадут, а зарплату они все равно не получат. Пессимизм сотрудников легко объясним. Последние пять-шесть лет журналистов газеты ее руководство постоянно призывало «затянуть пояса» во имя некоего туманного светлого будущего. Будущее так и не наступило, а агония с невыплатой зарплат все затягивалась. В итоге акционерам редакции перестали верить. Наиболее известные журналисты ушли сразу же, как только разглядели первые признаки «итальянской» забастовки руководителей, а оставшиеся чувствовали себя заложниками. Ведь каждый день главный акционер издания уверял, что вот-вот станет хорошо. В соцсетях и на форумах после закрытия газеты разгорелись жаркие споры о причинах случившегося. Конечно, таковых набиралось немало, но основной причиной сотрудники газеты называют неудачный менеджмент. Неудачный в первую очередь для коллектива, фонд оплаты труда – вот что в первую очередь висело камнем на шее акционеров. Когда-то газета была органом областной администрации. Освободиться от идеологической опеки, построить свою бизнес-модель акционерам «ЧР» помог один американский фонд. Причем за символические проценты. Тогда дела у газеты пошли в гору. Приобрели типографию, взяли кредит в российском банке, купили помещения для офиса. Администрация губернатора П. Сумина подарила редакции компьютеры, оказывала денежную помощь и даже поддерживала расследования газеты. С американским фондом рассчитались. Газета обрела полную самостоятельность, финансовую, экономическую, издательскую. В нее несли лучшую рекламу. Но! Именно после всех означенных событий сотрудники жить лучше не стали. Их зарплаты (значительно похудевшие сразу после взятия займа), так и не выровнялись. Наоборот, постоянно снижались, а акционеры не давали по этому поводу никаких внятных объяснений. Газета стремительно становилась «черной дырой», в которой безвозвратно исчезали деньги за рекламу, проданную типографию, за аренду помещений. Эксперты газетного рынка говорили: вот видите, в условиях, когда все СМИ тотально «сидят» на информационных оплачиваемых контрактах от власти, невозможно выжить относительно независимым изданиям. Отдельные удачные проекты – исключение из правил. На этот аргумент журналисты начинали перечислять ошибки руководства газеты. А их действительно было немало, намеренных или непреднамеренных. Они и сыграли свою роковую роль, по мнению многих, в смерти издания.

АВГУСТ, 25
Телеканал «Санкт-Петербург»
Корреспондент MR7 Сергей Кагермазов, который должен был стать участником программы «Проект 2015» на телеканале «Санкт-Петербург», за сутки до назначенной даты узнал, что его появление в эфире невозможно. Изначально предполагалось, что журналист выскажет свое мнение о ситуации вокруг строительства стадиона «Зенит-Арена». «На прошлой неделе мне позвонили с телеканала и позвали на передачу. Примерно за сутки до эфира со мной вновь связалась девушка, которая отвечает за приглашение гостей. По ее словам, начальство объяснило ей, что меня нельзя пускать в эфир», - рассказал Кагермазов. Корреспондент MR7 считает, что столкнулся с прямой цензурой телеканала. В итоге в эфире программы «Проект 2015» только корреспондент «Делового Петербурга» Ирина Панкратова раскритиковала ход строительства стадиона, отметил Кагермазов. «Позже она написала мне, что ее также позвали на передачу заранее. В итоге она была единственным человеком, который озвучил критику. В остальном эфир получился достаточно елейным», - заявил корреспондент MR7. По словам Кагермазова, он хотел рассказать в эфире телеканала «Санкт-Петербург» об острых проблемах города, решению которых, по его мнению, могут помочь те средства, которые тратятся на строительство дорогостоящего спортивного объекта.

АВГУСТ, 25
Телеканал «Россия 1»
Лидер кандидатов от Российской экологической партии «Зеленые» Олег Митволь подал в суд на лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Поводом для иска послужило распространение «сведений клеветнического характера», сообщает РИА «Новости». «Олег Митволь будет добиваться восстановления своего доброго имени. 23 августа 2016 года в ходе телевизионных дебатов на телеканале «Россия 1» в программе «Выборы 2016 Дебаты» председатель Либерально-демократической партии России Владимир Вольфович Жириновский распространил в отношении Олега Львовича Митволя сведения клеветнического характера, порочащие его честь и достоинство», - приводит агентство данные пресс-службы «Зеленых». В партии отметили, что заявление было подано в Никулинский суд Москвы. Митволь просит суд «взыскать в его пользу компенсацию морального вреда» в размере миллиона рублей, который лидер «Зеленых» намерен потратить на благотворительность.

АВГУСТ, 25
Интернет-издание «Парк Гагарина»
Главный редактор интернет-издания «Парк Гагарина» (Самара) Сергей Курт-Аджиев сообщил о Ddos-атаке на сайт. «Сайт рухнул сегодня в 8.10. В течение дня его удалось восстановить 5 раз, но через минуту он снова обрушивался. За эту минуту на него заходило более 200 тысяч человек. Это льстит, но это называется досатака. Не знаю, сможем ли запустить завтра... Будем принимать решение и производить какие-то действия. Я не верю в случайности»

АВГУСТ, 25
Съемочная группа НТВ
В Уфе заводчица собак напала на съемочную группу НТВ. Инцидент произошел во время визита к женщине-должнице судебных приставов, которых сопровождали журналисты. Скандально известная в округе заводчица собак стала объектом сразу четырех исполнительных производств. Кроме того, что женщина должна различным организациям, деньги требуют и пострадавшие от укусов ее собак – в квартире заводчицы живет целая свора кавказских овчарок. Возмещать ущерб добровольно дама отказалась. Мало того, в какой-то момент решила скрыться от судебных приставов. Но наткнулась на журналистов, которые освещали рейд. Увидев телеоператора, собачница разозлилась и напала на него. Она схватила стул и попыталась ударить журналиста, потом укусила его и повалила на пол. В результате у работника телекомпании оказалась разбитой видеокамера. Журналисты были вынуждены написать заявление в полицию. По факту нападения на журналиста сотрудники полиции начали проверку.

нападение / повреждение видеоаппаратуры / отказ в инф

АВГУСТ, 26
Айрат Шамилов
Ночью в Казани сожгли автомобиль шеф-редактора спортивной редакции «БИЗНЕС Online» Айрата Шамилова. «В последние три месяца поступали угрозы. В 2.30 ночи сработала сигнализация, когда я вышел, машина уже горела. Судя по тому, что сгорели покрышки, пожарные пришли к предварительным выводам о поджоге. На месте отработала экспертная группа. В полиции решается вопрос возбуждения уголовного дела», – прокомментировал ситуацию сам Шамилов, связав это происшествие со своей профессиональной деятельностью.

АВГУСТ, 26
Интернет-газета «Фонтанка»
Василеостровский суд Петербурга запретил журналисту интернет-газеты «Фонтанка» присутствовать на заседании по избранию меры пресечения фигуранту дела «Метростроя» Дмитрию Ильченко, сообщает издание. По данным корреспондента газеты, его присутствием в зале суда были недовольны прокурор Никандрова и следователь СК, чью фамилию журналист не расслышал. «Хотелось бы заявить ходатайство о проведении закрытого судебного заседания, поскольку будут оглашаться материалы уголовного дела, я со всех свидетелей взял подписку о неразглашении, и в интересах следствия...» − сказал следователь. Судья Волкова спросила, какие материалы дела могут не подлежать огласке, на что следователь ответил уклончиво. Он отметил, что на заседании будут оглашаться материалы дела и показания и что ему бы не хотелось, чтобы эти сведения стали известны на данной стадии дела. Как передает издание, судья «не стала утруждать себя ссылкой на конкретный пункт статьи 241 УПК «Гласность» (в которой нет основания в виде желания следователя) и изготовлением определения о закрытии процесса». Она удовлетворила ходатайство и постановила, что журналист должен покинуть зал. Также удалиться попросили жену Ильченко.

АВГУСТ, 26
Журнал The New Times
В Москве типография «Пушкинская площадь» отказалась печатать новый номер журнала The New Times. Об этом рассказала главный редактор издания Евгения Альбац. По словам Альбац, в типографии ей сказали, будто у организации нет технической возможности выпустить тираж. Как рассказала главред журнала, с типографией «Пушкинская площадь» журнал сотрудничает с 2008 года. Сейчас журнал пробует договориться с другими организациями, чтобы выпустить тираж. The New Times выходит с 2007 года. Евгения Альбац возглавляет его с 2009 года. С 2013-го она также является владелицей издания. Журнал выходит раз в неделю. 1 февраля 2016 года The New Times получил предупреждение от Роскомнадзора за упоминание украинской организации «Правый сектор» без упоминания того, что она запрещена в России. В этот же день ранее в журнале была опубликована статья о дочери президента России Владимира Путина.

АВГУСТ, 27
Телеканал «ТНТ-Сыктывкар»
В ночь с пятницы на субботу в Сыктывкаре отключено эфирное вещание телеканала «ТНТ-Сыктывкар», сообщил БНК генеральный директор ООО «ПТО «Третий канал» Сергей Зимин. Это чрезвычайное происшествие он связывает с внутрикорпоративным конфликтом. «Причиной отключение вещания ТНТ стало хищение технологического оборудования, - заявил БНК Зимин. - По этому факту я подаю заявление в УВД Сыктывкара». Добавим, что 85% телезрителей Сыктывкара смотрят ТНТ в кабельных сетях. Часть из них тоже осталась «без картинки». Компания ООО «ПТО «Третий канал» появилась в 1998 году. В 2016 году там сменился собственник, и на пост генерального директора был назначен Сергей Зимин. Телеканал вещает на территории Сыктывкара.

АВГУСТ, 28
«В Контакте»
Правоохранители города Северска (Томская область) не дремлют. В сентябре прошлого года двое его жителей были оштрафованы (каждый – на 3 тысячи рублей) за размещение на своих страницах в социальной сети мультфильма студии Уолта Диснея из серии «про Дональда Дака и фашизм» и еще двух видеосюжетов, ранее признанных решениями судов экстремистскими. Около года спустя проштрафились еще двое жителей этого закрытого городка. Как сообщает агентство новостей ТВ 2, городская прокуратура провела проверку по информации УФСБ России по Томской области на предмет «соблюдения требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности». Бдительным сотрудникам спецслужбы удалось обнаружить на страницах «В Контакте» двух северчан аудиофайлы с песнями групп «Хор СС» и «Коловрат», включенными министерством юстиции в федеральный список материалов, оборот которых запрещен на территории Российской Федерации. По итогам проверки прокурор города Андрей Екименко возбудил в отношении этих пользователей дела об административном правонарушении по статье 20.29. КоАП РФ. Каждому из них назначен штраф в сумме 1 тысяча рублей. Суд обязал их удалить со своих страниц в интернете запрещенные песни. Комментаторы этой новости на сайтах томских и северских пишут, что «такого добра в интернете море разливанное». Чтобы в этом убедиться, достаточно набрать в поисковиках названия групп. Например, в гугле первой посвящено 117 тысяч ссылок, второй – 177 тыс., в том числе масса аудио и видеофайлов. Есть у них и свои аккаунты в соцсетях, куда вход свободен, и пропаганда неонацизм там идет не законспирировано - восхваляется он прямым текстом и в прозе, и в рифму. Что и вызывает недоумение комментаторов: по их мнению, подобными штрафами правоохранители только подогревают к этим группам общественный интерес – как известно, запретный плод сладок: «Кто ничего про них не слыхал, после такого пиара найдет и послушает».

АВГУСТ, 28
Людмила Шиффнер
Журналистка районной газеты «Призыв» (Республика Карелия) Людмила Шиффнер обратилась с заявлением в районное подразделение Федеральной службы безопасности, сообщив в нём, что ей звонил человек, угрожавший физической расправой. По голосу она узнала его, это был местный бизнесмен и депутат Лахденпохского районного совета Вячеслав Великодворский. Он звонил ей два раза подряд, с разных телефонов - после первого звонка с незнакомого ей номера телефона, когда и прозвучала угроза расправой, во второй раз она уже не отвечала на звонок, увидев номер, с которого ей прежде уже звонил В. Великодворский. В заявлении Л. Шиффер пишет, что коммерсант и депутат произнёс фразу: «Я тебя в порошок сотру». Понятно, это образное выражение, но конфликт между Великодворским и редакцией газеты зашёл так далеко, что даже подобная угроза уже пугает журналистов. Недавно в газете «Призыв» была опубликована статья, проливающая свет на финансовые махинации, имеющие отношение к Великодворскому. Ещё до публикации он приходил к главному редактору газеты Надежде Гонгелевой, предлагая не рисковать и не обнародовать материалы, попавшие в руки журналистам. Однако статья вышла в свет, после чего у главного редактора газеты в самом деле начались неприятности. Глава районной администрации В. Вохмин, не объясняя причин своего решения, расторгнул трудовой договор с Н. Гонгелевой. Последняя сейчас в суде доказывает незаконность данного увольнения. На фоне происходящего звонок В. Великодворского корреспонденту газеты Л. Шиффнер обоснованно напугал её. В данном случае, действительно, лучше было подстраховаться, предав огласке происходящее. В заявлении Л. Шиффнер пишет, что связывает прозвучавшую в её адрес угрозу с журналистской деятельностью и просит защитить её.

АВГУСТ, 29
Павел Каныгин
Омбудсмен Татьяна Москалькова внезапно прервала интервью, которое давала журналисту «Новой газеты» Павлу Каныгину, так как ей не понравились вопросы последнего. После чего, как рассказал сам журналист на страницах «Новой газеты», его высадили из машины, в которой проходило интервью. «Поначалу беседа наша не выглядела откровенной. Татьяна Москалькова аккуратно выбирала слова, рассуждая о роли государства в развитии гражданского общества. При этом дважды за время разговора переспросила, как правильно называется Московская Хельсинкская группа, а затем не смогла вспомнить названия старейшей правозащитной организации России «Мемориал» («как-то на букву «М»)», - отмечает журналист, неоконченное интервью которого издание все-таки опубликовало. Сообщается, что «однобокими» Москалькова посчитала вопросы, связанные с темой защиты прав ЛГБТ и политзаключенных. «Вы уже услышали. Вы же однобоко смотрите. Потому что вас не интересует, как защищаются права уволенных с работы и многое другое. Вас интересует только узкий сектор людей - голубые и эти самые… И политзаключенные, да», - заявила, в частности, Москалькова. При этом разговор с Каныгиным прервался после того, как он поинтересовался, почему, будучи депутатом Госдумы, Москалькова голосовала за закон, запрещающий усыновление российских детей в США. «Милиционер Москалькова, как я понял, изо всех сил хотела бы стать настоящим правозащитником. Но побеждает, к сожалению, пока милиционер. Омбудсмен Москалькова прервала наше интервью на 33-й минуте, назвав мои вопросы «однобокими», а затем и вовсе высадила меня из машины. А уже через час она отыскала меня снова, попросив не публиковать интервью, в котором, по ее мнению, «выглядит плохо, не по-настоящему», - резюмировал журналист. В «Новой» также отметили, что «попытки отменить публикацию продолжились и дальше - путем непубличного давления на редакцию», несмотря на то, что Москалькова отказалась воспользоваться своим правом ознакомиться с текстом интервью и согласовать возможные правки.

АВГУСТ, 29
СМИ Свердловской области
Конкурсная комиссия по отбору кандидатур на должность главы ГО Среднеуральск (Свердловская область), в очередной раз проигнорировав «Положение о порядке проведения конкурса» и закон о СМИ, выгнала с «открытого» заседания всех горожан и журналистов, после чего за закрытыми дверями выбрала для финального голосования двух кандидатов из пяти - и именно тех, кто представил о себе недостоверные сведения - Владислава Козлова и Василия Борисенкова.

АВГУСТ, 30
ИА Хакасия
В Хакасии администрация Боградского района скрывает от журналистов сведения о том, какая компания в предстоящий отопительный сезон будет поставлять тепло в дома жителей сел Боград, Бородино и Сонское. Корреспондентом ИА «Хакасия» обратился в администрацию Боградского района с этим вопросом, однако получить ответ ему не удалось. Сначала секретарь пообещала соединить журналиста с заместителем главы по строительству и ЖКХ Еленой Леваковой. Но уже через несколько секунд женский голос сообщил, что Елена Валерьевна занята и освободится еще нескоро. Тогда корреспондент решил перезвонить в администрацию Боградского района под видом местного жителя, и, сразу удалось связаться с первым заместителем главы Ириной Бурояковой. Ирине Васильевне журналист представился, та, в свою очередь, выслушала вопрос и сказала, что сейчас же передаст трубочку заместителю по части ЖКХ, то есть Елене Леваковой. И тут в трубке послышались короткие гудки. На дальнейшие звонки в приемной администрации уже не отвечали.

АВГУСТ, 30
Алексей Головин
Марина Николаева
Елена Смирнова
Двое сотрудников телеканала «Брянская губерния» лишились работы из-за политической близорукости. Заместитель директора Алексей Головин и ведущая Марина Николаева были уволены, а шеф-редактор Елена Смирнова ушла на больничный. Причиной жёстких кадровых решений на государственной телекомпании стала предвыборная агитация. По сведениям издания, учредителям телекомпании не понравилась слишком активная реклама одного из кандидатов от оппозиционной партии. На смену Алексею Головину в ближайшее время должна прийти советник губернатора Мария Сергеенко.

АВГУСТ, 30
Газета «Правда Москвы»
Газета «Правда»
В Москве административное давление на кандидатов от КПРФ перешло на новый уровень, сообщается на сайте партии. В районе Фили-Давыдково неизвестные молодые люди, не предъявившие никаких документов, пытались изъять со склада тираж газеты «Правда Москвы», предназначенный для распространения. Мужчины сослались на распоряжение главы управы. Распространители газеты, которые были на складе, газету не отдали и вызвали полицию. Представителями редакции уже написали заявление. Сигнал, поступивший из Фили-Давыдково, не единственный. Известно ещё как минимум о двух подобных случаях в Северо-Восточном и Юго-Западном административном округе. Кроме того, консьержи подъездов признаются распространителям, что им дали указания любой ценой не допустить распространения газет «Правда» и «Правда Москвы», в том числе вытаскивать газеты из ящиков.

АВГУСТ, 30
Газета «Прибайкальский край»
Юрист кандидата в Госдуму от «Единой России» по Иркутскому округу Олега Канькова опроверг ранее распространенные в СМИ сведения об отклонении судом иска кандидата о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете «Прибайкальский край». 18 июня 2016 года газета опубликовала статью «В ореоле «Лесной звезды», в которой приведены факты совместной деятельности Олега Канькова, тогда еще рядового предпринимателя, и одиозных братских авторитетов Вадима Молякова, Вячеслава Тюрина и Александра Бублика. Один из них, Вадим Моляков, в настоящее время отбывает наказание в виде 25 лет лишения свободы по совокупности преступлений. По данным агентства «Альтаирк», Октябрьский районный суд рассмотрел иск Канькова и признал достоверными данные о том, что Каньков являлся учредителем компании «Лесная звезда» вместе с Вячеславом Тюриным, Александром Бубликом и Вадимом Моляковым. По мнению юриста Олега Канькова, информация, опубликованная агентством - ложь. «Суд ещё не приступал к рассмотрению дела, поскольку прошло только два заседания. На первом заслушивалась позиция ответчика, Александра Матиенко. Статьи, которые Каньков считает порочащими достоинство, подписаны конкретными авторами, суд попросил предоставить данные о них. Представитель ответчика на втором заседании пояснил, что материалы опубликованы под псевдонимами, и ему неизвестно, кто за ними стоит. Поэтому принято решение провести лингвистическую экспертизу, чтобы выявить, какие сведения порочат или не порочат честь и достоинство заявителя. Судебное заседание назначено на 31 августа, там будет определён круг вопросов для экспертов, которые будут проводить экспертизу», - заявил юрист.

АВГУСТ, 30
Газета «Ведомости»
Ринат Сагдиев
Глава «Роснефти» Игорь Сечин подал в суд на газету «Ведомости» из-за публикации, в которой говорится, что он строит новый дом в Барвихе. Иск подан в Останкинский суд Москвы, ответчиками выступают журналист Ринат Сагдиев, автор материала про дом в Барвихе, и компания «Бизнес Ньюс Медиа», которая издает «Ведомости». Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев заявил агентству RNS, что Сечин требует опровержения ложных сведений в статье «Ведомостей». Он также жалуется на вмешательство в частную жизнь. По словам Леонтьева, материальных претензий иск не содержит. Расследование «Ведомостей» о строительстве дома Игоря Сечина в Барвихе было опубликовано 20 июля 2016 года. В статье говорится, что глава «Роснефти» владеет участком площадью три гектара в центре нового поселка на Рублевке. По данным «Ведомостей», рядом расположены участки детей Сечина - Ивана Сечина и Инги Каримовой.

АВГУСТ, 31
LifeNews
Центральный районный суд Новосибирска вынес обвинительный приговор оппозиционеру Леониду Волкову, обвиняемому в воспрепятствовании профессиональной деятельности журналиста (см. монитор за август 2015 года). «Признать Волкова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 144 УК РФ («Воспрепятствование законной деятельности журналиста»)… Назначить Волкову наказание в виде штрафа в сумме 30 тысяч рублей», - приводит «Интерфакс» решение судьи Татьяны Петровой. В приговоре отмечается, что виновность Волкова подтверждается показаниями ряда свидетелей и другими материалами дела, которые являются последовательными и непротиворечивыми. Доводы Волкова о его невиновности суд посчитал несостоятельными, в качестве мотива преступления суд посчитал неприязнь подсудимого к телеканалу Lifenews. Сообщается также, что суд исключил из обвинения квалифицирующие признаки «повреждение имущества» и причинение телесных повреждений. Напомним, в рамках заседания суда 22 августа Волков в последнем слове не признал вину, а также заявил о политическом характере данного дела. Инцидент, ставший поводом для судебного процесса, произошел 17 июля 2015 года во время визита в Новосибирск Алексея Навального. По версии Следственного комитета, Волков у здания регионального отделения партии «ПарНаС» препятствовал проведению видеосъемки журналистами телеканала Lifenews, «принуждал журналиста к отказу от распространения информации, применяя при этом насилие, а именно схватив и с силой сжимая руку журналиста». Кроме того, как отмечает СК, Волков повредил микрофон телеканала, причинив материальный ущерб. Однако Омское бюро судебных экспертиз провело покадровую экспертизу четырех видеозаписей с разных ракурсов и установило, что в процессе инцидента присутствует лишь один факт физического воздействия – подсечка ногой со стороны журналиста LifeNews.

АВГУСТ, 31
Газета «Новая Нюрка»
В первом часу ночи в Нерюнгри (Якутия) задержали автомобиль, доставлявший газету «Новая Нюрка» из типографии в пункты распространения издания. По словам сотрудников редакции, задержание автомобиля произвел лично начальник Нерюнгринского отдела ГИБДД Плюснин. Машину и находившихся в ней людей доставили в городское ОВД. До пяти утра сотрудники «Новой Нюрки» давали показания. По их словам, поначалу никаких официальных претензий им не предъявляли. Лишь в ОВД появилось заявление с просьбой проверить соответствие тиража заявленным цифрам, а также содержание газеты на предмет соответствия избирательному законодательству. «Новая Нюрка» не участвует в агитации за кандидатов на нынешних выборах. Но рассказывает об их ходе. Так, как стало известно «Блокноту Якутска» в арестованном тираже была публикация о судах одного из кандидатов на должность главы Нерюнгринского района Алексея Буракова, а также о состоянии дел в местном отделении «Единой России», тоже выставившем своего кандидата на должность главы района. По словам сотрудников газеты, в ОВД они видели члена штаба Буракова. «Новая Нюрка» не поступила в продажу. Полицейские направили номер для изучения в Территориальную избирательную комиссию. То есть тираж изъяли, не имея на руках никаких доказательств противоправных действий издания. Юристы предпринимают действия к возвращению газеты, являющейся частной собственностью, а также наказанию виновных в ее задержании.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни