Результаты мониторинга
16 Августа 2016 года

Результаты мониторинга ФЗГ за июль 2016 года

Случаи гибели журналистов – 1 (Андрей Назаренко, оператор телеканала «Россия 1», Москва).

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов и блогеров – 7 (Елена Суслова, заместитель редактора «Открытой газеты», Ставропольский край; Эльдар Булатов, журналист «Ura.ru», Ханты-Мансийск; съемочная группа телеканала Life78, Ленинградская область; Елена Сидоренкова, корреспондент газеты «Рабочая демократия», Московская область; журналисты газеты «Выбери лучшее», Мурманская область; съемочная группа телеканала «Ермак», Екатеринбург – в Свердловской области; съемочная группа телеканала «Ермак», Екатеринбург; съемочная группа РЕН ТВ, Москва).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 1 (сайт Gradus.pro, Северная Осетия)

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 4 (Борис Образцов, главный редактор газеты «Тридевятый регион», Калининград; Юлия Васильева, главный редактор интернет-портала «Очевидец Медиа», Курган; Сергей Чичканов, блогер, Ханты-Мансийский автономный округ; Андрей Пионтковский, независимый журналист, Москва).

Увольнение редактора, журналиста – ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 4 (Руслан Алибеков, фотокорреспондент газеты «Черновик», Махачкала; Борис Образцов, главный редактор газеты «Тридевятый регион», Калининград; Кристина Горелик, независимый журналист, в Ростовской области; съемочная группа канала РЕН ТВ, Москва).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 24на сумму 31 310 000 рублейРассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 18, удовлетворено – 12, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 1 685 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 34

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 2 (Эльдар Булатов, журналист «Ura.ru», Ханты-Мансийск; съемочная группа телеканала «Ермак», Екатеринбург – в Свердловской области).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 1 (газета «Правда», Красноярск).

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – ().

Изъятие (скупка, арест) тиража – ().

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 1 (сайт Russia Today, Москва).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 4 (микрофон съемочной группы канала РЕН ТВ, Москва; телефон редакции газеты «Выбери лучшее», Мурманская область; видеокамера съемочной группы телеканала «Ермак», Екатеринбург – в Свердловской области; видеокамера съемочной группы телеканала «Ермак», Екатеринбург; видеокамера съемочной группы канала РЕН ТВ, Москва).

Отказ в регистрации СМИ – ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()

ИЮЛЬ, 1
Руслан Алибеков
В Махачкале сотрудники полиции задержали фотокорреспондента «Черновика» Руслана Алибекова. Вместе с ним были также задержаны примерно 80 человек – прихожан мечети. В момент задержания Руслан Алибеков осуществлял свою профессиональную деятельность - фиксировал контрольно-профилактические мероприятия, проводимые силовиками в районе мечети по улице Венгерских бойцов. Полицейские не объяснили ни причин, ни оснований его задержания. Даже после того, как Алибеков предъявил своё служебное удостоверение, его увезли в один из райотделов города. Как объясняют силовики, к ним поступила информация о том, что в этом месте ожидается какое-то деяние. Многие прихожане предъявляли полицейским свои документы, тем не менее, их задержали и увезли. «Откатаем там ваши пальчики, и отпустим», – сказал им силовик в гражданской форме. Позднее фотографа «Черновика» отпустили. Сотрудники полиции, после того, как почти довезли его до Ленинского ОМВД Махачкалы, вывели его из машины и небрежно извинились. Освобождение Алибекова и извинения последовали после того, как полицейское начальство дало команду его освободить. Редакция намерена обратиться с жалобой в прокуратуру на действия конкретных сотрудников полиции, грубо нарушивших права журналиста.

ИЮЛЬ, 1
Съемочная группа программы «Ревизорро»
Владелица кафе «Виктория» в Салехарде и двое ее сотрудников получили условные сроки за драку с членами съемочной группы программы «Ревизорро». Суд в Ямало-Ненецком автономном округе признал их виновными в воспрепятствовании профессиональной деятельности журналистов, сообщает «Интерфакс». По данным следствия, 8 августа 2015 года сотрудники кафе нанесли моральный вред и телесные повреждения журналистам телеканала «Пятница», снимавшим сюжет о работе заведения. Также в ходе потасовки была повреждена видеокамера стоимостью 110 тысяч рублей, принадлежавшая телеканалу. Она восстановлению не подлежит, видеосъемка программы была сорвана. «Действия сотрудников кафе были направлены на воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к отказу от распространения информации, полученной в рамках своей профессиональной деятельности», - подчеркивается в сообщении. Следствие провело комплекс судебных экспертиз, допросило 12 свидетелей, провело семь очных ставок. Одним из вещдоков стал диск с записями камер видеонаблюдения. Суд признал хозяйку кафе и сотрудников виновными по ч. 3 ст. 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, соединенное с насилием над журналистом либо с повреждением его имущества»). Хозяйка кафе получила полтора года лишения свободы условно, ее сотрудники - 2,5 лет лишения свободы условно. После инцидента ведущая программы «Ревизорро» Елена Летучая утверждала, что в Салехарде ее операторов «избили до полусмерти» и угрожали ей убийством. Владелица кафе «Виктория» Эльвира Арндт, в свою очередь, говорила, что съемочная группа «Ревизорро» из шести человек ворвалась на кухню без спецодежды и документов, вела себя по-хамски и чуть не сорвала выполнение заказа по обслуживанию поминального обеда.

ИЮЛЬ, 2
Газета «Гражданская оборона»
Газета «Вечерний Магнитогорск»
«Радио Магнитогорска-1»
В Магнитогорске (Челябинская область) депутаты затягивают аккредитацию журналистов. Так, еще 16 октября 2015 года главный редактор газеты «Гражданская оборона» Дмитрий Теплых подал в Городское Собрание заявку на аккредитацию журналиста. В ответ Теплых получил письмо председателя Комиссии МГСД по социальной политике Егора Кожаева о том, что «для решения вопроса об аккредитации журналиста, необходимо предоставить определённые сведения и документы». Позднее главный редактор нужные документы предоставил. Но в течение нескольких месяцев Теплых никакого решения комиссии не получал. В начале июня «Гражданская оборона» вновь представила полный пакет, в том числе, учредительных документов, и ещё раз заявила об аккредитации журналиста. И каково же было удивление редактора, когда после двух запросов в МГСД он получил, наконец, выписку из протокола заседания Комиссии по социальной политике от 22 июня 2016 года, где было указано: «Запросить повторно в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области информацию о действительности свидетельства о регистрации газеты «Гражданская оборона. Магнитогорск» на настоящее время, а также об отсутствии решения о прекращении или приостановлении деятельности СМИ». Местные власти используют все возможности для того, чтобы максимально долго не допускать независимые СМИ к освещению своей деятельности. Примерно то же самое происходило и с неподконтрольными властям газетой «Вечерний Магнитогорск» и «Радио Магнитогорска-1» Александра Добчинского, который постоянно добивался аккредитации через суд. Кроме того, в действующие правила аккредитации журналистов при МГСД вкралась оригинальная трактовка. Оказывается, журналист может быть лишён аккредитации в случае «отсутствия в течение трёх месяцев с момента аккредитации публикаций о деятельности городского Собрания». Дмитрий Теплых решил оспорить и это положение нормотворцев и обратился в прокуратуру Ленинского района (надзирающую за городскими властями) с заявлением о принесении протеста.

ИЮЛЬ, 2
Сайт «Мой район»
Пресс-служба «Парнаса» препятствует профессиональной деятельности корреспондента сайта «Моего района», который в Москве освещает работу предвыборного съезда партии, такое мнение озвучили в редакции издания. Как рассказал Лениздат.Ру журналист издания Сергей Кагермазов, сначала пресс-служба отказала в аккредитации на съезд, пояснив при этом, что «пул журналистов уже сформирован». В свою очередь, источники «Моего района» в «Парнасе» уточнили, что дело, предположительно, в том, что зал съезда маленький и вместить всех желающих не представляется возможным. Однако корреспондент издания смог убедиться, что мест в зале достаточно, но пресс-служба все равно отказывала в аккредитации, несмотря на наличие журналистского удостоверения. На этот раз, как пояснили в «Моем районе», причиной стало то, что списки прессы уже согласованы с исполкомом. Несмотря на препятствия, журналисту все уже удалось зарегистрироваться гостем съезда. И все же пресс-служба не пустила репортера на пресс-конференцию председателя партии Михаила Касьянова. В редакции такие действия пресс-службы связывают с тем, что петербургское отделение «Парнасе» на съезде идёт против мнения руководства по одной из кандидатур в федеральной части списка. Как уточнили в «Моем районе» пресс-служба, возможно, подозревает издание в поддержке интересов этой группы.

ИЮЛЬ, 3
Павел Брыкин
Во Владивостоке прокурор Фрунзенского района утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении двух сотрудников охраны ОАО «Владивостокский бутощебеночный завод» Олега Фецыча и Антона Таюрского. Их обвиняют в том, что они избили журналиста программы «Честный детектив», а также угрожали ему расправой. По словам старшего помощника приморского краевого прокурора Елены Телегиной, действия обвиняемых попадают под 144 статью Уголовного кодекса – «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к отказу от распространения информации, соединенное с насилием над журналистом». Причиной инцидента стало редакционное задание журналиста – подготовка репортажа для программы «Честный детектив» («Россия 1») – о расследовании уголовного дела по обвинению мэра Владивостока Игоря Пушкарева в коррупционных преступлениях. По версии следствия, днём 7 июня 2016 года в центре Владивостока сотрудник программы «Честный детектив» Павел Брыкин пытался поговорить с братом Игоря Пушкарёва – Андреем. Однако разговору помешали охранники Андрея - набросились с угрозами сзади, пытаясь его повалить на землю и выхватить камеру. Обвиняемым избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.

ИЮЛЬ, 3
Сайт Gradus.pro
Министру внутренних дел Северной Осетии Михаилу Скокову не понравилось название статьи «Равнение на стыд», опубликованной на сайте Gradus.pro. В результате редакция статью сняла и опубликовала такое обращение: «Уважаемые читатели! Материал о сходе жителей Пригородного района был удален с сайта. Министр Михаил Скоков настоятельно просил изменить название статьи «Равнение на стыд», с чем редакция никак не могла согласиться, поскольку считает это вмешательством в творческий процесс. После личного звонка Михаила Скокова редактору сайта Э. Дзабиеву было принято решение убрать материал целиком. Приносим своим извинения и надеемся на понимание». В статье речь шла о встрече министра Михаила Скокова с местными жителями. Тогда несколько сот человек пришли, чтобы пожаловаться на бездействие правоохранительных органов. Нераскрытые убийства, распространение наркотиков, угоны скота… Генерал стал главой ведомства недавно и с первых же дней заявил, что намерен встречаться с населением республики «глаза в глаза», чтобы узнать истинное положение дел. Пригородный район, самый проблемный, первый «открыл ему глаза». Ни одно республиканское СМИ не отреагировало на попытку цензуры в отношении сетевого независимого издания. Поддержали его только блогеры. Вот мнение блогера «Осетия и вокруг: взгляд изнутри»: «Считаю недопустимым вмешиваться должностному лицу в редакционную политику независимого СМИ и требовать что-либо изменить в публикации, это прямой пример цензуры, запрещенной Конституцией России. И абсолютно не важно, идет ли речь только о заголовке или о содержании материала, заголовок это неотъемлемая часть статьи… Ни один журналист в России не способен так навредить имиджу полиции, как это могут сделать сами сотрудники МВД. Я очень надеюсь, что это был единичный случай, и что новый министр действительно займется наведением порядка в своем ведомстве, и что внимание к журналистам и блогерам не будет выражаться в вызовах на профилактические беседы, что так любил предыдущий министр». А вот комментарий блога Zilaxar: «Тревожное начало работы. Мы можем только догадываться, о чем говорил Скоков с Дзабиевым, но сам факт того, что после звонка министра удаляется какой-либо материал, является серьезным поводом для беспокойства. К сожалению, республиканские СМИ практически никак не отреагировали на данный инцидент. И это нехороший сигнал для всех здоровых сил республики. Положение в республике ныне таково, что можно довольно быстро и просто выстроить «особые отношения» с большинством местных СМИ, поочередно «продавливая» их редакции».

ИЮЛЬ, 4
Юлия Васильева
В Кургане за клевету оштрафована журналистка издания «Очевидец» Юлия Васильева. Казалось бы, рядовой случай, но важно, что наказали ее за комментарии на сайте, которые она вообще не оставляла. Главный редактор интернет-портала «Очевидец Медиа» Юлия Васильева, которую мировой суд города Кургана признал виновной по делу о клевете, считает приговор незаконным и обратилась к экспертам Центра правовой поддержки журналистов ОНФ за помощью в подготовке апелляционной жалобы, сообщили в пресс-службе «фронтовиков». Уголовное дело в отношении главного редактора курганского портала «Очевидец Медиа» Васильевой было возбуждено по части 2 статьи 128.1 УК РФ («Клевета, содержащаяся в СМИ»). Обыск и допросы сотрудников проводились еще в декабре 2015 года. Причиной всему этому стало заявление, поданное в правоохранительные органы Ольгой Сапожниковой - пресс-секретарем губернатора Курганской области Алексея Кокорина. Губернаторский пресс-секретарь расценила как клевету в свой адрес комментарии к статье «Есть проблемы? Зауральская «Единая Россия» идет в народ», опубликованной на сайте информационного агентства URA.RU и посвященной приему населения депутатами от «Единой России», приуроченному ко дню рождения партии. Ольга Сапожникова просила признать суд клеветническими следующие комментарии: «Оля спаивает Геннадьича», «Попойками от Оли славится областная администрация», «Спаивают Геннадьича дружки и Оля». При этом не упоминались ни фамилии этих персонажей, ни должности, ни какие-либо детали, способные точно указать на конкретных лиц. Комментарии были оставлены пользователями под различными псевдонимами, однако следствие сделало вывод, что часть из них были сделаны именно главным редактором портала «Очевидец Медиа», поскольку, как следует из материалов дела, комментарии были направлены с IP-адреса, абонентом которого является Васильева. Сама Васильева категорически отрицает причастность к публикации данных высказываний, говоря о «фабриковании уголовного дела» и связывая нападки со своей профессиональной деятельностью и критическими высказываниями в адрес региональной власти. Журналистка сообщила, что ранее их интернет-портал неоднократно подвергался кибератакам. К тому же имеющийся свободный доступ к интернет-сети Wi-Fi (IP-адресу) дает возможность подключиться к корпоративной сети любому гостю редакции. При этом, как отмечает Васильева, следствием так и не были установлены сами устройства, с которых направлены комментарии. «С момента возбуждения дела мне неоднократно говорили, мол, если бы не «заказ областной администрации», дело бы не просто не было заведено и направлено в суд, а не было бы принято даже заявление», - сообщила она. Пресс-секретарь курганского губернатора Сапожникова от комментариев отказалась. Решением мирового суда Васильева приговорена к штрафу в размере 150 тыс. рублей. Также суд постановил взыскать с журналистки 50 тыс. рублей в пользу Сапожниковой за моральный ущерб. По мнению экспертов ОНФ, сторона обвинения не доказала, что какое-либо преступление в данном случае вообще имело место. В частности, не доказано, что в опубликованных комментариях речь идет именно о пресс-секретаре губернатора Курганской области, не доказаны заведомо ложный характер распространенных сведений, а главное - непосредственная причастность подсудимой к тем действиям, в совершении которых ее обвиняют.

ИЮЛЬ, 4
Сайт «Голос ислама»
Представители Роскомнадзора и Генпрокуратуры только в суде объяснили, за какие публикации был заблокирован интернет-ресурс. В Таганском районном суде Москвы продолжилось судебное разбирательство по иску владельца ресурса «ГолосИслама.Ру» (www.golosislama.com) к Генпрокуратуре РФ и Роскомнадзору. Напомним, ранее в Центр защиты прав СМИ обратился Дмитрий Черноморченко, чей сайт в феврале этого года был заблокирован в России по требованию Генеральной прокуратуры (см. монитор за май 2016 года). При этом ни владелец, ни хостинг-провайдер не получали от Роскомнадзора никаких уведомлений о нарушении закона. В ходе досудебного разбирательства ведомства не предоставили никаких конкретных объяснений, за какие именно высказывания был закрыт доступ к ресурсу. Единственное, что удалось узнать: «Голос Ислама» был заблокирован за экстремистские высказывания. Однако в суде истцу удалось добиться разъяснения: Генпрокуратура и Роскомнадзор предоставили документы, в которых были указаны публикации, признанные экстремистскими. Владелец ресурса удалил их, и сайт стал снова доступен. Однако судебное разбирательство пока не закончено.

ИЮЛЬ, 4
СМИ Свердловской области
Районный центр Сысерть стал вторым городом в Свердловской области в этом году, где нарушены права журналистов на освещение важных тем жизни муниципалитета. Ранее депутаты городской думы Асбеста решили прекратить прямые трансляции с собственных заседаний. И вот их примеру последовал глава Сысертского городского округа Александр Карамышев, закрывший доступ репортерам и местным депутатам на аппаратные совещания администрации. Редактор газеты «Маяк» Ирина Летемина предположила, что запрет связан с недавним заседанием городской думы, на котором рассматривался отчет главы: «Несмотря на то, что в целом отчет был принят, пять депутатов, включая меня, поставили оценку «неудовлетворительно». И вот теперь, впервые с 2013 года, прессу и моих коллег по думе лишили права оперативно сообщать горожанам важную информацию». В интервью «Областной газете» сам Карамашев объяснил решение необходимостью «оставить закрытую информацию закрытой»: «Во время аппаратных заседаний мы разбираем ту или иную ситуацию, и я считаю, что совсем необязательно, чтобы это постоянно освещали СМИ. Я предложил журналистам взаимодействовать постфактум - по телефону или лично, хоть каждую неделю устраивать пресс-конференции». Устроит ли прессу такой вариант «комментариев сверху» или газетчики все-таки поборются за право формировать собственное мнение, покажет время.

ИЮЛЬ, 5
Все СМИ
Неизвестные в штатском и корреспонденты связанных с Евгением Пригожиным изданий оставили за дверью журналистов петербургских и международных СМИ. Как передает корреспондент «Фонтанки», в Куйбышевском районном суде должно состояться заседание, на котором рассматривается иск ресторатора Евгения Пригожина к «Яндексу» и Google Inc. о праве на забвение. К 14.00 перед залом судьи Васильевой скопилось несколько десятков журналистов, а также с десяток мужчин в гражданской одежде. Когда заседание началось, мужчины заняли место, не пропуская корреспондентов СМИ к скамейкам. Также на первом ряду скамеек места получили корреспондент и фотограф информационного агентства «ФАН», которое связывают с Пригожиным. Всех остальных журналистов судья попросила удалиться из зала. После этого в коридор пришли приставы и попросили всех журналистов отойти от дверей зала.

ИЮЛЬ, 5
Николай Солодников
Основатель проекта «Открытая библиотека. Диалоги» журналист Николай Солодников обратился с письмом уполномоченному по правам человека в России Татьяне Москальковой. Об этом он сообщил на своей странице в Facebook. Там же он привел текст письма, отправленного на имя омбудсмена. «23 июня в библиотеку Маяковского пришли сотрудники ФСБ (отдел по борьбе с терроризмом и экстремизмом) с бумагой за подписью начальника ФСБ по СПб и ЛО генерала-лейтенанта Родионова. В документе даётся распоряжение провести оперативно-розыскные мероприятия в библиотеке (допросы, обыски, изъятие документов и техники) с целью возможного возбуждения уголовного дела по факту крупного хищения бюджетных средств. Единственная фамилия, указанная в документе - моя - Солодников Николай (на тот момент, заместитель директора по связям с общественностью). Я, в соответствии с должностью, лицо не материально ответственное. Никогда никаких бумаг, смет, распоряжений не подписывал. Единственные деньги, которые я получал - заработная плата. 43 тысячи рублей», - написал Солодников. Также журналист оговаривается, что сотрудники ФСБ регулярно приходили в библиотеку в течение года. Они, по словам Солодникова, интересовались им и проектом «Открытая библиотека. Диалоги». Их интересовало - кто является организатором проекта, кто финансирует проект и зачем это нужно самой библиотеке имени Маяковского, в которой проходили встречи. «Я отвечал на эти вопросы много раз директору библиотеки и различным СМИ, комментируя происходящее: организатор - Николай Солодников, идеолог - Николай Солодников, финансирует - Николай Солодников; зачем это надо было библиотеке? Наверное, потому, что библиотека - это общественный, культурный, образовательный институт. И задачи перед ней стоят такие же как и перед проектом «Открытая библиотека. Диалоги» - исключительно просветительские», - написал журналист. «Судя по тому, что оперативно-розыскными мероприятиями доверили заниматься отделу по борьбе с экстремизмом и терроризмом, обыски 23 июня связаны исключительно с моим проектом», - продолжает Солодников. Москалькову организатор «Диалогов» попросил направить запрос в ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и помочь ему понять ряд вещей. «Прошу вас, отправить запрос в ФСБ по СПб и ЛО и помочь мне понять: - на каком основании были проведены обыски, допросы и изъятия документов и техники 23 июня; - будет ли заведено уголовное дело; - на каком основании этим занимается отдел по борьбе с терроризмом и экстремизмом; - может ли проект «Открытая библиотека. Диалоги» продолжить в ближайшее время свою деятельность в СПб», - написал он. Ранее Солодников заявил, что «Открытая библиотека» более не сможет организовывать встречи в библиотеке имени Маяковского. Также он рассказал об обысках в библиотеке. Затем Солодников уволился с поста заместителя директора библиотеки имени Маяковского по связям с общественностью. Как стало известно затем, Солодников покинул Россию и уехал в Латвиюв Риге. Он выразил готовность вернуться, но только после того, как станет ясно в каком качестве он проходит по делу, и в каком состоянии находится само дело.

ИЮЛЬ, 5
Съемочная группа телеканала Life78
Журналисты телеканала Life78, которые приехали в Выборг (Ленинградская область) на съемки сюжета, подверглись нападению. Как сообщается на сайте телеканала, инцидент произошел утром. «Съемочная группа «Лайфа» собиралась разобраться в конфликтной ситуации семьи, которая не может поделить ребенка, однако несколько недовольных присутствием телекамер попросили журналистов удалиться, а затем набросились на них», - говорится в сообщении телеканала. Отмечается, что инцидент с участием журналистов произошел в подъезде жилого дома. На сайте также утверждается, что на съемочную группу напал начальник военно-следственного отдела Выборгского гарнизона Олег Алфеев. Издание FlashNord со ссылкой на источник в военном следственном управлении Следственного комитета по Западному военному округу сообщает, что по факту произошедшего будет проведена проверка.

ИЮЛЬ, 5
Константин Духонин
«Видимо, я обладаю телепортацией, если 19 ноября 2015 года переместился из Перми в Подмосковье для телефонного звонка и уже через полторы минуты вернулся обратно», - заявил в апелляционной инстанции осужденный Константин Духонин. Свердловский районный суд Перми оставил без изменения обвинительный приговор известному журналисту и блогеру. Защита намерена жаловаться дальше – в президиум Пермского краевого суда и в Верховный суд РФ. Об уголовном деле К. Духонина ФЗГ рассказывал в дайджестах 754, 755 и 758 (см. монитор за май 2016 года). Признана доказанной клевета на заместителя полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе Олега Мельниченко и председателя региональной общественной организации «Многодетные Пермского края» Ирину Ермакову. Не работающий ныне 42-летний публицист, воспитывающий малолетнюю дочь, осужден на 120 часов обязательных работ. Согласно приговору, который еще 26 мая вынесла мировой судья судебного участка № 2 Свердловского судебного района Перми Оксана Артемова, 19 ноября 2015 года в 19 часов 39 минут К. Духонин под видом О. Мельниченко по мобильному телефону позвонил И. Ермаковой. А 9 декабря он изготовил и выложил видеоролик этого разговора в Facebook и Twitter под заголовком «Зам. полпреда Мельниченко обсуждает с членом Пермского ОНФ Ермаковой план захвата регионального ОНФ». К. Духонин отрицал причастность к криминалу. Фото И. Ермаковой и аудиозапись с «клеветническим» заголовком, как следует из подшитых к делу скриншотов с указанием на 2674 просмотра, еще 8 декабря выложил в YouTube некий Иван Иванов. Тогда же видеоролик появился в соцсети «ВКонтакте». «Получив 9 декабря соответствующую ссылку от главы исполкома пермского отделения ОНФ Евгения Симакина, я без прослушивания аудиозаписи лишь перепостил ее на свои страницы и снабдил тремя смайликами», - признал К. Духонин. Обстоятельства уголовного дела не случайно навели осужденного на мысли о телепортации, т.е. гипотетическом изменении своих координат. Дознание установило: мобильный телефон, с которого раздался звонок потерпевшей И. Ермаковой, зарегистрирован оператором МТС в Московской области. Согласно документам, подшитым к делу, К. Духонин последний раз проезжал через Москву и Подмосковье 8 августа 2015 года – за три месяца до этого разговора. Чтобы выяснить географию исходящего звонка, полиция обратилась к МТС. Оператор отказал в ответе, сославшись на отсутствие судебного постановления. «Если бы был получен ответ, что звонок совершен из Подмосковья, обвинить меня бы не удалось, так как я 19 ноября находился в Перми», - отметил К. Духонин. Что помешало дознанию узнать местонахождение телефонного аппарата – неизвестно. Перефразируя описание родственных телепортации паранормальных явлений, остается задуматься о психофизических феноменах, существование которых не имеет юридического объяснения и находится за пределами действующего Уголовно-процессуального кодекса РФ. В деле нет, например, заявлений потерпевших о возбуждении уголовного дела частного обвинения, к которому относится клевета. О.Мельниченко ограничился письменным обращением на официальном бланке полпредства, адресованному прокурору Пермского края Вадиму Антипову. Чиновник просил проверить видеоролик, размещенный в Интернете. Согласно части 4 статьи 20 УПК РФ при отсутствии заявлений потерпевших дознаватель вправе возбудить уголовное дело частного обвинения только с согласия прокурора. На прениях сторон у мирового судьи 24 мая адвокат Ирина Фадеева указала, что в постановлении о возбуждении этого уголовного дела согласия прокурора не имеется. Значит, дознаватель Наталья Хисамова провела расследование незаконно – и все доказательства должны быть признаны недопустимыми. Через день, накануне последнего слова подсудимого, гособвинитель Игорь Соболев попросил возобновить судебное следствие. Помощник прокурора Перми представил вдруг обнаруженную в наблюдательном производстве копию постановления о возбуждении уголовного дела с согласием городского зампрокурора. Подлинника этой бумаги в уголовном деле не было, и нет. Адвокат И. Фадеева сказала, что наличие только копии лишило возможности ходатайствовать о назначении экспертизы по давности изготовления процессуальной бумаги. Когда начертана резолюция «согласен» – в декабре 2015 года или в мае 2016 года – по копии определить нельзя. И поставить вопрос о фальсификации доказательств по уголовному делу, увы, не получится. «Суд посчитал возможным ведение дознания, вынесение приговора на основании копии постановления о возбуждении уголовного дела», - написала защита в апелляционной жалобе. У К. Духонина не изымались в установленном порядке образцы голоса и речи. Полиция сама провела фоноскопическую экспертизу. Допрошенный в суде эксперт Е. Замараев признал, что на момент ее проведения являлся «обучающимся» по данному виду экспертиз и не имел права на подписание соответствующего заключения. Фоноскопическая экспертиза исследовала запись продолжительностью 1 минута 18 секунд – при том, что длительность телефонного звонка была 1 минута 30 секунд, а интернет-ролика – 1 минута 31 секунда. Таким образом, без проверки остались показания потерпевшей И. Ермаковой о наличии монтажа в видеоролике. Категорического вывода о принадлежности голоса и речи К. Духонину трое экспертов не сделали. Эксперт Е. Порина подтвердила в суде: «Образец голоса и речи был ограничено пригоден для проведения исследований методами лингвистического анализа». Фоноскопическая экспертиза проведена незаконно, но стала «царицей доказательств» - отметила защита. Судья апелляционной инстанции Александр Гулин 5 июля не задал сторонам ни одного вопроса по существу уголовного дела. И предпочел узаконить приговор в интересах сановного потерпевшего из Приволжского полпредства.

ИЮЛЬ, 5
Дмитрий Бегун
Наталья Мирнова
Олег Иванец
Самарские блогеры, обвиняемые в вымогательстве в особо крупном размере, признаны судом виновными и приговорены к различным срокам лишения свободы. Об этом пишет РИА «Новости». «Суд установил, что подсудимые совершили вымогательство под угрозой распространения информации, которая могла бы нанести существенный вред потерпевшему… Суд считает вину подсудимых по части 3 статьи 163 УК РФ доказанной», - заявил судья Дмитрий Дерунов. Блогеру Дмитрию Бегуну было назначено наказание в виде шести лет лишения свободы с отбыванием срока в колонии строгого режима. Суд учел смягчающее обстоятельство в виде сотрудничества со следствием и наличия у осужденного малолетних детей. Наталья Мирнова, также проходящая по делу, была приговорена к пяти годам лишения свободы. Суд также принял во внимание наличие у нее детей. Блогер Олег Иванец получил семь лет лишения свободы. Напомним, Дмитрия Бегуна, Наталью Миронову (Умярову) и Олега Иванца задержали 29 октября 2015 года. С тех пор известные блогеры находились под стражей. Их обвинили в вымогательстве 3,3 млн рублей у Сергея Шатило – инвестора, который в сотрудничестве с региональным правительством строит новый кардиоцентр в Самаре. Поводом для вымогательства стали компрометирующие материалы, которые блогеры обещали не публиковать за щедрое вознаграждение. Однако «сотрудничество» не сложилось. Приговор блогерам должны были огласить 24 июня. Гособвинение запросило для всех трех подсудимых реальные сроки. Дмитрию Бегуну и Олегу Иванцу – по девять и восемь лет колонии строгого режима соответственно, а Наталье Умяровой – восемь лет колонии общего режима. Однако финальную точку в деле не дали поставить заявления, сделанные Дмитрием Бегуном во время последнего слова. В частности, он заявил, что на него оказывали давление во время дачи показаний. Однако допрос правоохранителей, по сути, ничего не изменил. Как рассказал 63.ru адвокат Олега Иванца Андрей Соколов, апелляционную жалобу он и его коллеги уже подали. Они будут добиваться смягчения приговора своему подзащитному. Информации о других блогерах пока нет.

ИЮЛЬ, 5, 6
Виталий Рувинский
Главный редактор сайта радиостанции «Эхо Москвы» Виталий Рувинский ездил на допрос, связанный с делом блогера Андрея Пионтковского. «Допрос по делу Пионтковского завершился. Более ничего не могу добавить», - сказал Рувинский РИА «Новости». Генпрокуратура нашла признаки экстремизма и сепаратизма в статье Пионтковского «Бомба, готовая взорваться», опубликованной 23 января на сайте радиостанции «Эхо Москвы». В ней шла речь о кризисе в отношениях федеральной власти и чеченского руководства и общества. В конце февраля стало известно, что публицист Андрей Пионтковский уехал из России, опасаясь уголовного преследования за статью. По версии следствия, текст статьи «призывает к нарушению территориальной целостности РФ и совершению действий, направленных на возбуждение ненависти и вражды по национальному признаку». Несколько дней назад, когда стало известно о допросе Рувинского главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов сообщил, что сотрудники ФСБ изымают переписку редакции сайта «Эха» с публицистом Андреем Пионтковским. А 6 июля Рувинского уже допрашивали по уголовному делу о клевете, возбужденному против оппозиционного политика Алексея Навального по жалобе бывшего следователя Павла Карпова. Подробности беседы с правоохранительными органами журналист, как и сегодня, раскрывать не стал.

ИЮЛЬ, 6
Юлия Сунцова
По сообщению агентства «Регнум», в Центр правовой поддержки журналистов ОНФ поступило обращение корреспондента информационного интернет-агентства «День» из Ижевска Юлии Сунцовой. По ее словам, 21 июня от учредителя издания она узнала о том, что советник бывшего сити-менеджера Ижевска Дениса Агашина - Артем Богданов обратился в МВД с заявлением о привлечении ее к уголовной ответственности за клевету, якобы содержащуюся в статье «Мелом по асфальту. Стирающаяся новая разметка в Глазове в Удмуртии привела к экс-советнику Агашина». Речь идет о том, что из-за некачественного исполнения муниципального контракта новая разметка буквально исчезает с дорог города Глазова. Исполнителем же контракта являлась одна из фирм, директором которой до июля 2014 года якобы был советник бывшего сити-менеджера Ижевска. В день выхода материала сотрудник полиции взял у журналистки письменные объяснения по делу о клевете. Затем Сунцова получила повестку в прокуратуру для дачи объяснений в связи с тем, что все тот же чиновник подал заявление о возбуждении административного дела по факту оскорбления. Эксперты Центра правовой поддержки журналистов пришли к выводу, что сведения, опубликованные в статье, не имеют порочащего характера и не высказаны в неприличной форме. Поэтому, как считают общественники, у правоохранительных органов не может быть претензий к журналистке Сунцовой.

ИЮЛЬ, 6
Газета «Ведомости»
Рассмотрение иска издания «Ведомости» к владельцу пиар-агентства «Социальные сети» Денису Терехову не состоялось из-за неявки ответчика. Троицкий районный суд Москвы перенес заседание на 3 августа, сообщает RNS. «Причиной переноса стала неявка ответчика Дениса Терехова. В то же время у суда не было подтверждения о получении ответчиком уведомления о назначении даты и времени судебного заседания. Повестка была направлена Терехову, но или почта не успела доставить письмо, или суд оперативно не получил уведомление о вручении», - сообщил юрист учредителя газеты «Бизнес Ньюс Медиа» Владимир Румянцев. Сам Терехов подтвердил, что ни он, ни его адвокат не присутствовали на заседании, поскольку не получили официальной повестки своевременно. Издатель «Ведомостей», компания «Бизнес ньюс медиа» подала иск о защите чести, достоинства и деловой репутации против Терехова в феврале 2016 года. Претензии истца касаются комментариев Дениса Терехова к посту в соцсети Facebook журналиста издания Романа Шлейнова. Шлейнов также привлечен к разбирательству в качестве третьего лица, сообщал ранее Румянцев. «Ведомости» оспаривают утверждения Терехова о так называемом «блоке» в издании, когда газета якобы получает деньги за то, что не поднимает на своих страницах каких-либо тем (см. монитор за март 2016 года).

ИЮЛЬ, 7
СМИ Керчи
В Керчи (Республика Крым) медицинским работникам запретили общаться со СМИ. Об этом Керчь.ФМ сообщили источники в больнице. Оказалось, что в лечебные учреждения пришло письмо из Минздрава Крыма, которое ограничивает общение с журналистами. Теперь контактировать со СМИ врачи могут лишь с разрешения начальства. Напомним, в детской больнице Керчи нет денег на зарплату медикам. Конфликт по поводу зарплат длится с февраля этого года.

ИЮЛЬ, 7
«Экспресс-газета»
Савёловский суд Москвы в четверг отказался взыскать в пользу депутата Госдумы РФ и актрисы Марии Кожевниковой 1,5 млн рублей по иску к «Экспресс-газете» о защите чести, достоинства и деловой репутации. Об этом сообщает РИА «Новости». Поводом для обращения в суд послужила публикация с фотографиями Кожевниковой и ее сына, использование которых изданием не было согласовано. Истица намеревалась взыскать с ответчика 500 тысяч рублей за фотографии своего сына и миллион рублей - за снимки с собой. Как сообщает агентство, в настоящий момент судья огласил только резолютивную часть постановления, поэтому мотивы принятия такого решения еще не известны.

ИЮЛЬ, 8
Елена Сидоренкова
В Люблинском районном суде (Москва) была задержана корреспондент газеты «Рабочая демократия» Елена Сидоренкова. На нее составили протокол за неисполнение распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (статья 17.3 КоАП), после чего отпустили. Задержание произошло по время рассмотрения в суде вопроса о приостановке решения о принудительном выселении судебными приставами жильцов общежития на Ставропольской улице, 17. Само заседание, однако, было перенесено из-за отсутствия представителей компании, которая настаивает на выселении.

ИЮЛЬ, 12
СМИ Карелии
Мэр Петрозаводска Ирина Мирошник считает, что новые правила аккредитации для СМИ, по которым журналисты должны извиняться за «фактологические» ошибки, полностью соответствуют закону о СМИ, - об этом корреспонденту «7x7» сообщил председатель союза журналистов Карелии Евгений Белянчиков. Союз журналистов Карелии получил официальный ответ на свое обращение в администрацию города Петрозаводска по правилам аккредитации журналистов. Ирина Мирошник сообщила, что не согласна с тем, что правила противоречат закону о СМИ, в том числе и пункты об извинениях редакции за ошибки о деятельности администрации. Законным мэр считает и отказ в аккредитации для изданий с тиражом менее 1 000 экземпляров. В ответе есть упоминание об источниках заимствования новых правил - это Правила аккредитации журналистов СМИ при Федеральной службе исполнения наказаний, Положение об аккредитации при Торгово-промышленной палате РФ и Правила аккредитации, действующие в Госдуме РФ. Евгений Белянчиков рассказал, что ответ администрации не удовлетворил СЖ, союз будет добиваться пересмотра правил. Если мэрия не пойдет на это добровольно, то журналисты намерены обратиться в суд. Белянчиков считает, что мэрия ссылается на аналогичные правила для УФСИН, путая режимную организацию с организацией, которая призвана работать на горожан и для горожан. По новым правилам, для разрешения освещать деятельность мэрии журналисты должны предоставить два последних номера газеты, каждые полгода обязательно размещать материалы о деятельности администрации Петрозаводска и извиняться за фактологические ошибки. Документ об аккредитации был опубликован на сайте администрации Петрозаводска 24 июня и вступил в силу через 10 дней после этого, 5 июля.

ИЮЛЬ, 12
ВГТРК
Дмитрий Киселев
Евгений Попов
Савеловский районный суд Москвы отклонил иск о защите чести и достоинства, поданный оппозиционером Алексеем Навальным к ВГТРК, гендиректору МИА «Россия сегодня», ведущему программы «Вести недели» Дмитрию Киселеву и журналисту Евгению Попову за фильм «Эффект Браудера», в котором утверждается факт якобы финансирования деятельности Навального британской разведкой. Господин Навальный просил опубликовать опровержение изложенной в фильме информации, в том числе касающейся его переговоров с главой фонда Hermitage Capital Уильямом Браудером (см. монитор за апрель 2016 года). «В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме», - приводит ТАСС слова судьи. Как отметил после заседания истец, он ожидал такого решения суда и собирается его обжаловать. Ранее Алексей Навальный заявил, что фильм «Эффект Браудера» является выдумкой «от первого до последнего слова, включая смехотворную «переписку с Браудером в скайпе».

ИЮЛЬ, 12
Съемочная группа РЕН ТВ
Тележурналистов РЕН ТВ избили в одном из автосалонов в центре Москвы. Инцидент произошел во время попытки снять сюжет о «сером» автосалоне, клиенты которого заявляют, что его сотрудники занимаются мошенничеством. Сотрудники телеканала вместе с обманутыми клиентами и юристами попытались войти в здание на улице Одоевского, где располагается автосалон «Олимп Авто». На них набросились трое мужчин, которые сопровождали свои действия нецензурной лексикой и требовали убрать камеру. В результате потасовки оператор получил травмы, камера была сломана. На место инцидента был вызван наряд полиции, который задержал семерых продавцов подержанных машин. Съемочная группа и присутствовавшие там клиенты дали показания.

ИЮЛЬ, 13
Газета «Звезда»
Арбитражный суд Пермского края начал рассмотрение спора между прежним и нынешним владельцами старейшей в Прикамье газеты «Звезда». В обеспечение иска ПАО «Инвестиционный фонд «Детство-1» наложен арест на 5160 акций - это 72,8 процента уставного капитала издания. Истцом выступило подконтрольное экс-депутату краевого заксобрания Андрею Агишеву ПАО «ИФ «Детство-1». Осенью 2014 года он через свои бизнес-структуры купил контрольный пакет «Звезды» у бывшего главного редактора и гендиректора Сергея Трушникова – исходя из документов, за 2,14 млн рублей. В начале 2016 года местные СМИ сообщили, что новым владельцем 72,8 процента уставного капитала стал бизнесмен Евгений Федосов – близкий к бывшему замглавы администрации губернатора Пермского края Кириллу Маркевичу. А 29 апреля появилась новость о переходе «Звезды» под контроль действующего депутата краевого ЗС Дмитрия Скриванова. Близкое к А. Агишеву ПАО «ИФ «Детство-1» просит признать недействительным принятое 5 августа 2015 года решение гендиректора ЗАО «Проектное финансирование» Михаила Яковлева и бизнесмена Александра Осипова о создании ООО «Инвестиции», близкого теперь к Д. Скриванову. Истец просит восстановить в реестре акционеров АО «Газета «Звезда» запись о принадлежности ЗАО «Проектные инвестиции» 5160 акций и аннулировать запись об их принадлежности к ООО «Инвестиции». Пока собственники тягаются между собой, наемные «звездинцы» пытаются через суд получить свою зарплату. В Мотовилихинском районном суде Перми 15 и 19 июля прошли предварительные слушания по искам, которые вчинили АО «Газета «Звезда» бывший шеф-редактор Степан Хлопов и бывший заместитель гендиректора Любовь Трефилова. Юрист, знакомый с ситуацией, на условиях анонимности сообщил ФЗГ, что общие долги печатного издания превысили 10 млн рублей. «Хозяева после выборов забудут про «Звезду» вместе с ее долгами», - предположил информированный собеседник.

ИЮЛЬ, 13
Джефф Шелл
На территорию РФ не был допущен прилетевший в Москву Джефф Шелл - глава правительственного Совета управляющих по вопросам вещания. Это американское агентство, в частности, отвечает за работу Радио Свобода и Голоса Америки. «Отказ властей России пустить в страну Джеффа Шелла – это продолжение «тактики преследования и оказания давления на журналистов Голоса Америки и Радио Свобода, работающих в России». Так прокомментировал инцидент исполнительный директор Совета управляющих по вопросам вещания Джон Лэнсинг, пишет «Росбалт». Он отметил, что, несмотря на это, Совет «не откажется от миссии по доведению объективной информации до российской общественности». Лэнсинг также заявил, что у Шелла были действительные паспорт и российская виза. Однако, несмотря на это, его «несколько часов продержали в закрытом помещении, а затем сопроводили его на борт самолета в Амстердам». «Каждый день правительство РФ подавляет критику и жестко контролирует поток информации в стране и вокруг нее. Голос Америки и Радио Свободная Европа/Радио Свобода предоставляют объективную и не подвергающуюся цензуре информацию для аудитории, живущей в России и российской периферии. Но они делают это с большим риском», – подчеркнул Лэнсинг. По его словам, ранее «некоторым репортерам угрожали, а в их домах проводили обыски». Между тем такие вещатели, как Russia Today и «Спутник» пользуются беспрепятственным доступом к эфиру в США, добавил Лэнсинг. В МИД РФ отказ во въезде Шеллу объяснили тем, что он был включен в стоп-лист «в ответ на введение Вашингтоном по надуманным причинам визовых санкций против российских граждан».

ИЮЛЬ, 13
В Санкт-Петербурге строители стадиона «Зенит-Арена» на Крестовском острове
объявили забастовку и устроили стихийный митинг на стройплощадке. Рабочие подрядных организаций жалуются на невыплату зарплаты. По данным интернет-издания «Фонтанка.ру», рабочие заблокировали въезды и выезды со стройплощадки, а также автомобиль руководства генподрядчика «Инжтрансстрой-СПб». Гендиректор «Инжтрансстроя-СПб» Виталий Лазуткин подтвердил факт протестов. В акции принимают участие около 100 человек. Они заявили, что зарплату не получают уже 2 месяца. Как сообщает ИА «Росбалт», журналистов внутрь стадиона не пускают. К месту проведения стихийного митинга приехали полицейские, две машины ОМОНа, сотрудники ППС. Стадион строят с 2007 года. За это время его стоимость выросла с 6,7 до 39 млрд рублей. По делу о строительстве стадиона в июле прошли обыски.

ИЮЛЬ, 13
НКО «Свободное слово»
Псковская НКО «Свободное слово», в число учредителей которой входит политик Лев Шлосберг, включена в список некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Об этом сообщил Минюст РФ. «В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» 13.07.2016 в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, включена Автономная некоммерческая организация «Свободное слово», - цитирует сообщение ведомства РИА «Новости». В ведомстве отмечают, что соответствие организации «Свободное слово» признакам НКО-иноагента было установлено после проведения управлением Минюста РФ по Псковской области внеплановой выездной проверки. По данным системы СПАРК, в число учредителей организации входит известный псковский депутат-«яблочник» Лев Шлосберг. Напомним, Шлосберг издает в Пскове газету «Псковская губерния».

ИЮЛЬ, 13
Анастасия Горшкова
Заместитель шеф-редактора сайта Forbes.ru Анастасия Горшкова обратилась в трудовую инспекцию с жалобой на работодателя. Подробности конфликта с руководством AО «АС РУС МЕДИА» (новый издатель Forbes Russia) и его генеральным директором Наталией Гандуриной она изложила на своей странице в Facebook. По словам Горшковой, руководство медиакомпании незаконно урезало сотрудникам редакции зарплаты, а также с нарушением процедур пытается уволить редакционного директора digital-проектов Forbes Андрея Коняхина. Горшкова, участвовавшая в проекте по перезапуску сайта Forbes, заявила, что ни одно из предложений интернет-редакции по изменению существующей структуры (штатного расписания, регламентов и принципов работы) за четыре месяца не было принято. «Мы с Андреем Коняхиным написали концепцию нового сайта, но ее судьба также неизвестна, хотя уже вышли все сроки, когда должен был стартовать первый этап ее реализации», - говорится в ее сообщении. Кроме того, по ее словам, им регулярно не выплачивали часть зарплаты. «Меня и еще моего коллегу кинули с зарплатой - мы согласились на имеющиеся ставки, оставшуюся часть пообещали выплачивать из гонорарного фонда. Гендиректор Наталия Гандурина позже заявила, что с ней об этом никто не договаривался. В течение нескольких месяцев вопрос не смогли решить - несмотря на неоднократные заявления Ускова и HR-менеджера ACMG (головной компании), что вот-вот разберутся. Они не разобрались, а генеральный директор решила пооказывать на нас сомнительное давление. Так, получив майскую зарплату, мы недосчиталась денег, я - 27 тыс. рублей», - утверждает заместитель шеф-редактора сайта Forbes. После того, как редакционный директор digital-проектов Forbes Андрей Коняхин отказался подчиниться указанию, противоречащему редакционной политике, ему сообщили, что его должность сокращается с 1 сентября, пишет Горшкова. По ее мнению, сокращение имеет все признаки фиктивного, и происходит с нарушением процедуры. В связи с тем, что конфликт с руководством компании не удалось решить, Горшкова обратилась в трудовую инспекцию. О сокращении должности Коняхина ранее сотрудников Forbes известил главный редактор Forbes Николай Усков. Коняхин с такой позицией не согласился и заявил, что не подписывал заявления об увольнении.

ИЮЛЬ, 13
Алексей Кунгуров
Правозащитный центр «Мемориал» признал политзаключенным тюменского блогера Алексея Кунгурова. Региональным управлением ФСБ ему предъявлено обвинение по статье 205.2 УК РФ («Публичное оправдание терроризма»). После первого задержания он был отпущен под подписку о невыезде (см. монитор за март 2016 года), спустя три с лишним месяца Центральный райсуд Тюмени изменил меру пресечения на арест, 7 июля областной суд оставил это решение в силе – в СИЗО пробудет блогер, как минимум, до 19 августа. Как рассказал РИА « URA.Ru» информированный источник, условия содержания Кунгурова там весьма жесткие: «сидит он в отдельном блоке в камере на двоих под усиленным надзором, свидания ему запретили, поскольку инкриминируют такую серьезную статью». При этом расследование, по словам собеседника агентства, «идет очень медленно», и скорее всего в августе сроки его продлятся: «можно предположить, что оно затянется примерно на год и все это время человек, которого суд еще не признал виновным, будет сидеть за решеткой, под плотным колпаком». На сайте ПЦ «Мемориал», отмечается, что «Алексей Кунгуров - известный оппозиционный блогер, публицист и писатель, жестко критиковавший внутреннюю и внешнюю политику современной российской власти». Уголовное дело в отношении него, по мнению Центра, «является явно неправомерным». Политический мотив этого дела следствием не скрывается – он прямо обозначен в обвинительном акте, где сказано, что «Кунгуров А.А. неоднократно публично выражал политические взгляды и убеждения общественных организаций, действующих оппозиционно деятельности органов власти Российской Федерации». Состав преступления УФСБ обнаружило в посте, размещенном блогером на его странице ЖЖ под заголовком «Кого на самом деле бомбят путинские соколы?». Эксперты «Мемориала», как и ранее их коллеги из информационно-аналитического центра «Сова», изучив эту статью, пришли к выводу, что «никаких призывов к терроризму в ней не содержится», и даже намеков на его оправдание нет: «в постановлении не указано, какие фрагменты текста якобы оправдывают деятельность запрещённой в России ИГИЛ». Сам по себе резкий тон статьи, считают юристы, «не дает оснований, для привлечения автора к уголовной ответственности: он критикует вмешательство РФ в гражданскую войну, считая ее бессмысленной с точки зрения интересов нашей страны, высказываемые им тезисы достаточно распространены в мировых СМИ, и в российской блогосфере». Любопытно, что вменяемое блогеру деяние совершено было довольно давно: опубликована вышеупомянутая статья 13 октября прошлого года. А задержали его в первый раз лишь 5 месяцев спустя, в марте 2016 года – на следующий день после публикации другого поста - «Что России делать с Донбассом и Крымом? Часть 2», где патриот Кунгуров, как выясняется, по многим позициям солидарен с ранее призираемыми им «либералами». Он пишет, что «расширение «Русского мира» - не самоцель для патриотических сил», больше того - «слив Донбасса», по его мнению, «неизбежен», и даже на удержание Крыма тратить силы не следует, необходимо «официально признать ответственность РФ за гибель малайзийского Боинга», «выплатить компенсации семьям погибших», судить в России «виновных в его уничтожении курских зенитчиков, совершивших военное преступление с точки зрения УК РФ», чтоб не позволить Западу устроить этот процесс в Гааге, а в целом нужно «улучшать отношения с Западом», потому что это очень даже поможет в восстановлении нашей мощи». Алексей Кунгуров – второй блогер, которого ПЦ «Мемориал» признал политзаключенным: ранее получил этот статус томич Вадим Тюменцев (см. монитор за январь 2016 года), приговоренный за размещение в своем блоге двух трехминутных видеороликов с критикой внешней и внутренней политики российских властей к 5 годам колонии общего режима.

ИЮЛЬ, 14
НТВ
Пресненский районный суд Москвы 19 августа начнет рассмотрение по существу гражданского иска экс-следователя МВД РФ Павла Карпова, известного по расследованию дела в отношении юриста Сергея Магнитского, к депутату Госдумы Дмитрию Гудкову и телекомпании НТВ. «Ответчик просил приостановить досудебную подготовку, поскольку на решение о пересмотре дела им направлена жалоба, однако суд посчитал, что это не мешает назначить дату слушаний», - рассказал заявитель РАПСИ. Напомним, ранее апелляционная инстанция Мосгорсуда постановила отправить дело на новое рассмотрение в связи с выявленными в ходе заседания процессуальными ошибками. Напомним также, в ноябре прошлого года суд отклонил иск на 2 млн рублей о защите чести и достоинства фигуранта так называемого списка Магнитского Павла Карпова к депутату Дмитрию Гудкову и телекомпании НТВ. Поводом для обращения Карпова в суд послужил эфир программы НТВ «Железные леди» от 14 апреля 2013 года, в котором Гудков обвинил бывшего следователя МВД в причастности к похищению 5,5 млрд рублей и смерти аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. А также в том, что Карпов якобы на украденные деньги приобрел дорогие автомобили, элитную квартиру и недвижимость за рубежом.

ИЮЛЬ, 14
Газета «Карельская губерния»
Газета «Карельская губерния» обратилась в Европейский суд по правам человека, чтобы оспорить стотысячный штраф, который по решению Петрозаводского горсуда издание должно выплатить председателю контрольного комитета Карелии Виталию Галкину в качестве моральной компенсации. «Российские суды посчитали, что журналист и автор статьи слишком резко и критично высказался о поступке Галкина», - объясняет медиаюрист, руководитель юридической службы по защите прав журналистов и блогеров Елена Пальцева. Как она рассказала «Губернии Daily», возможно, некоторые высказывания автора текста, дающие оценку действиям Галкина, и были жесткими, но в контексте произошедшего они допустимы и вполне оправданны. «Поэтому мы и решили оспаривать обоснованность вынесенного судом решения. И сейчас единственная возможность доказать, что журналисты в Карелии вообще вправе поднимать и выносить на суд общественности такие острые политические темы - это обращение в Европейский суд по правам человека. У нас есть надежда, что суд встанет на нашу сторону и защитит права журналиста, потому что практика показывает, что Европейский суд чаще занимает позицию, противоположную государственной», - уточнила Пальцева. Напомним, выходец из Ленинградской области, бывший работник прокуратуры и судья Виталий Галкин подал в суд на сайт «Губернiя Daily». Чиновник просил взыскать миллион рублей. Как отмечают в редакции издания, важный член команды губернатора обиделся, что «Новая газета», а следом и «Губернiя» написали, как 7 месяцев Галкин работал в карельском правительстве, не имея на то права. Он исправно получал из карельского бюджета зарплату, при этом оставаясь судьей в отставке и сохраняя льготы. Суд встал на сторону Галкина, присудил ему компенсацию, а издание обязал опубликовать опровержение (см. монитор за октябрь 2015 года). «Мы прошли четыре судебные инстанции, оспаривая этот несправедливый, на наш взгляд, вердикт. Пятой инстанцией должен был стать Президиум Верховного суда России. Но, посчитав, что продолжать оспаривать решение в российских судах, которые заняли одинаковую позицию по этому вопросу, неэффективно, мы решили обратиться в Европейский суд по правам человека. Если наше заявление будет принято к производству, на что мы очень надеемся и рассчитываем, то иск будет называться «Карельская губерния» против Российской Федерации», - рассказали в редакции.

ИЮЛЬ, 14
ИА «СеверПост»
Вступило в законную силу решение Октябрьского районного суда Мурманска об удовлетворении иска главы города Североморска Александра Абрамова к ООО «Северпост». Информагентство «СеверПост» пыталось опротестовать это решение, но проиграло апелляцию. В марте этого года глава Североморска Александр Абрамов обратился с иском в Октябрьский суд Мурманска. Мэр посчитал, что одна из публикаций на сайте «СеверПост» порочит его честь, достоинство и подрывает авторитет у населения. В качестве доказательства они предали огласке письмо из приемной главы одной местной жительницы, которая разочаровалась работой местной администрации. Главный редактор информагентства Дмитрий Высоцкий подтвердил, что в тексте действительно была ошибка – при публикации неверно указан получатель прокурорского документа о вводе в эксплуатацию установленных в жилых домах приборах учета тепла. На сайте был указан глава ЗАТО Абрамов, хотя фактически документ был адресован сити-менеджеру Ирине Нориной. Ошибку исправили оперативно, как только о ней стало известно, но «СеверПосту» это не помогло. Завершившиеся накануне слушания апелляционной жалобы в Мурманской областном суде завершились для СМИ отказом. Суд встал на сторону главы Североморска Александра Абрамова и подтвердил решение Октябрьского суда, который рассмотрел в одной из публикаций агентства порочащий характер. «Чиновник всегда прав, даже если он не прав и критиковать его – значит подвергать себя опасности быть осужденным или наказанным за любую неудобную публикацию и даже опечатку, как в нашем случае. Мы, Мурманская область, скатывается в правовой дебилизм, когда одних журналистов наказываем за опечатки, в то же время закрываем глаза на откровенную чернуху в газетах, выпускаемых за бюджетные деньги. Я всегда был уверен, что здравых людей, порядочных, патриотов своего края больше, чем подонков, использующих свое положение и деньги в угоду целям личной наживы. Жаль только, что последние все ближе подбираются к властным рычагам и диктуют нам «первым» свои грязные правила жизни и поведения», - такое заявление главного редактора «СеверПост» Дмитрия Высоцкого опубликовано на сайте издания после суда. После получения мотивировочной части решения областной суда редакция «СеверПост» рассмотрит вопрос об обращении в Верховный суд.

ИЮЛЬ, 14
Елена Суслова
В Ессентуках (Ставропольский край) в 2 часа ночи неизвестные бросили бутылку с зажигательной смесью на крыльцо дома журналистки Елены Сусловой. В результате крыльцо сгорело и оплавился сайдинг, которым отделана стена дома. В доме находились четверо человек – сама Елена, ее престарелые родители и сын-студент, приехавший на каникулы. Полиция приехала только после того, как Елена сообщила о поджоге на своей странице в Фейсбуке и пожаловалась, что никто не едет. Елена – заместитель редактора независимой «Открытой газеты». Номинант премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок», лауреат премии имени Артема Боровика. У нее две версии преступления: ее профессиональная деятельность (накануне в газете вышло очередное журналистское расследование, касающиеся земельных махинаций чиновниками администрации Минеральных Вод) и политические счеты. Она - кандидат в депутаты Думы Ставропольского края от партии «Родина». ОМВД города Ессентуки возбуждено уголовное дело по статье 167УК РФ («Умышленное уничтожение имущества из хулиганских побуждений»). ФЗГ будет следить за развитием событий.

ИЮЛЬ, 15
СМИ Карелии
В здании Законодательного собрания Карелии должна была состояться пресс-конференция, посвященная итогам деятельности рабочей группы по «валаамскому вопросу». Однако меньше чем за день спикер регионального парламента Владимир Семёнов фактически пресс-конференцию запретил. Об этом членам рабочей группы и представителям СМИ сообщил председатель комитета Заксобрания по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики Виктор Позерн. В состав рабочей группы по «валаамскому вопросу» входят депутаты, представители аппарата уполномоченного по правам человека, сотрудники Петрозаводского госуниверситета и местные жители. В приложении к официальному объявлению об отмене пресс-конференции есть письмо от спикера Семёнова, в котором сказано, что мероприятие рабочей группы по вопросу о реализации закона Республики Карелии от 6 февраля 2006 года «О безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря» не связана с законодательной деятельностью. В связи с этим Семёнов «полагает необходимым отменить» пресс-конференцию.

ИЮЛЬ, 15
РБК
Холдинг РБК вслед за уволенными в мае редакторами покинуло ещё около 20 человек. Газета РБК осталась без сотрудников. Как пишут «Ведомости», на днях РБК покинут последние двое сотрудников, которые пообещали сделать это вслед за уволенными в мае редакторами. Заместитель главреда объединённой редакции Ирина Малкова заканчивает работать сегодня, а и.о. главреда газеты Пётр Мироненко - 18 июля. Всего с мая по настоящий момент компания потеряла 20 ключевых сотрудников: из неё ушли, в том числе, 8 из 10 заместителей главного редактора, 4 из 12 руководителей направлений (редакторов отделов) и 1 специальный корреспондент. Потери достаточно существенные: в объединённой редакции исчезли отделы финансов и телеком/медиа. Ещё в ряде отделов образовалась ощутимая нехватка кадров. После ухода Мироненко в газете не останется ни одного сотрудника. Но в холдинге отмечают, что это не так критично: в последнее время газета публиковала материалы, вышедшие ранее на сайте РБК, её сотрудниками были несколько редакторов. Назначенный недавно соруководителем объединённой редакции Игорь Тросников подтверждает информацию об уходе части сотрудников.

ИЮЛЬ, 15
Сайт
Russia Today
Сайт Russia Today подвергся массированной DDoS-атаке во время попытки государственного переворота в Турции. В ночь с 15 на 16 июля была предпринята попытка масштабной DDoS-атаки на серверы провайдера, обеспечивающего потоковое вещание телеканала Russia Today. Стриминг удалось восстановить, однако некоторое время спустя серверы вновь подверглись атаке. «Когда в Турции начался переворот, мы подверглись массированной DDoS-атаке. Это вторая подобная атака с тех пор, как мы начали транслировать RT в интернете. На этот раз HTTP-заголовки были инфицированы каким-то новым кодом, который наша система защиты не смогла обнаружить», - отметили в компании-провайдере, обеспечивающей потоковое вещание RT. Первая волна хакерского нападения продолжалась приблизительно 1,5–2 часа, вторая – около часа. Позднее вещание восстановлено, продолжены работы по выяснению обстоятельств хакерской атаки. Сайт RT.com подвергался DDoS-атакам неоднократно. В сентябре 2014 года сайт RT подвергся самой мощной подобной атаке за всё время своего существования, которую удалось отразить за счёт усилий технических специалистов. Ранее одна из самых мощных хакерских атак произошла 18 февраля 2013 года. Работу сайта RT на английском языке удалось восстановить лишь спустя 6 часов после начала атаки. В августе 2012 года сайты телеканалов RT на английском и на испанском также подверглись хакерской атаке. Тогда ответственность за неё взяла на себя хакерская группа AntiLeaks, выступающая против проекта WikiLeaks Джулиана Ассанжа.

ИЮЛЬ, 16
Газета «Московский комсомолец»
Сотрудники полиции провели обыск в редакции издания «Московский комсомолец» в Москве. Сообщается, что было осмотрено рабочее место сотрудника службы информации. Об этом сказано на сайте газеты. Уточняется, что полицейские не имели ордера на обыски или каких-либо других сопроводительных документов. «Редакция «МК» обязательно обратится к руководителю ГУ МВД России по Москве Анатолию Якунину с просьбой разобраться в данной ситуации и проверить действия сотрудников полиции на предмет наличия состава преступления по статье 144 УК РФ», - сказано в сообщении. В редакции сказали, что визит сыщиков связан с делом о покушении на сотрудника полиции в Москве несколько дней назад. Тогда «МК» опубликовал заметку, в которой привел цитату мамы подозреваемого.

ИЮЛЬ, 17
Эльдар Булатов
В Ханты-Мансийске был избит журналист «Ura.ru» Эльдар Булатов. На своей странице в социальной сети ВКонтакте он написал, что не помнит, кто и как на него напал, а главное, не понимает за что. Не исключено, что причиной происшествия стала резонансная статья в издании от 14 июля, речь в которой идет о многомиллиардных финансовых махинациях в «Технопарке высоких технологий». В своем расследовании авторы, в числе которых был Эльдар, указали на то, что югорские инноваторы тратят бюджетные деньги на проекты-пустышки. Резиденты «придумывают» то, что уже существует, именуя научным прорывом. Среди разработок - контейнеры для раздельного сбора мусора, стельки с подогревом. По данным журналистов, некоторые действующие сотрудники, включая руководство Технопарка, являются его резидентами, а вместе с тем имеют доступ к бюджетному финансированию. Соавтор статьи Эльдар Булатов выложил в свой твиттер переписку с возможным героем материала, расценив одно из сообщений как угрозу. Сам журналист пока от комментариев воздерживается и рассказал, что в произошедшем разбираются компетентные органы. Прокурор ХМАО Евгений Ботвинкин поручил провести проверку информации, содержащейся в специальном расследовании.

ИЮЛЬ, 17
Николай Семена
Анна Андриевская
«Репортеры без границ» (РБГ) выражают живую озабоченность публикацией официальным российским органом «списка террористов и экстремистов», в котором оказались, по меньшей мере, два крымских журналиста. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), уполномоченная бороться против отмывания денег и финансирования экстремизма, 12-го июля 2016-го года опубликовала на своем сайте список из 6 тысяч предполагаемых «террористов и экстремистов». Среди них фигурирует независимый журналист Николай Семена и Анна Андриевская, которая публиковалась в «Центре журналистских расследований». Они подвергались преследованиям за предполагаемое сотрудничество с медиа, выступающими против присоединения Крыма к России, но не были ни судимы, ни осуждены. «Совершенно недопустимо, чтобы государственный орган публично называл кого-либо «террористом» или «экстремистом» без судебного решения, - заявил Йоханн Бир, глава бюро РБГ по Восточной Европе и Центральной Азии. - Эта публикация позорит этих двух журналистов и ставит под угрозу их безопасность, особенно в поляризованном и взрывоопасном Крыму. Устрашающий эффект подобного действия приносит много вреда: любой другой репортер мог оказаться в этом списке. РБГ требует убрать этот список с сайта Росфинмониторинга». Россия находится на 148-ом месте из 180-ти в Индексе Свободы прессы 2016-го года, опубликованном РБГ. Антиэкстремистское законодательство часто неуместно и чрезмерно используется в стране, чтобы заставить замолчать осуждающие голоса.

ИЮЛЬ, 18
Интернет-ресурс Life
Мать певицы Жанны Фриске Ольга добивается компенсации от ООО «Медиа Контент» за интервью, размещенное на интернет-ресурсе Life, о ее возможной судимости за мошенничество. Моральный вред она оценила в 21 миллион рублей, сообщил пресс-секретарь Савеловского суда Москвы Константин Тимошенко. «Ольга Фриске просит суд опровергнуть данную информацию, признать ее не соответствующей действительности и взыскать с ООО «Медиа Контент» (компания является владельцем лицензии на вещание телеканала Life) компенсацию морального вреда в размере 21 млн рублей», – приводит слова пресс-секретаря суда ТАСС. Рассмотрение дела по существу назначено на 9 сентября. По словам представителя суда, Ольга Фриске оспаривает публикацию от 27 апреля на интернет-ресурсе Life под заголовком «Юрист: Мать Фриске может получить условный срок за мошенничество». В ней юрист, вице-президент Национальной экспертной палаты Михаил Цивин утверждал, что матери певицы может грозить срок за мошенничество. Истица называет данную информацию ложной, порочащей честь и достоинство, в связи с чем она и обратилась в суд.

ИЮЛЬ, 18
Сергей Подузов
Городской суд Йошкар-Олы рассмотрел дело об административном правонарушении, допущенном, по мнению чиновников регионального управления Роскомнадзора, межрегиональной общественной организацией «Человек и Закон». Поводом к административному преследованию старейшей правозащитной организации Марий Эл послужили три публикации сопредседателя «Человек и Закон» Сергея Подузова в его личном блоге на «7x7». Причем о количестве публикаций, по которым организацию могут оштрафовать, в суде было впервые заявлено именно 18 июля. Представитель истца - чиновник регионального управления Роскомнадзора - признался на заседании, что считал, что речь идет лишь о двух публикациях. Интересы межрегиональной правозащитной организации в суде представляли юрист «Общественного вердикта» Дарья Пиголева и уполномоченный по правам человека в Марий Эл Ирина Татаринова. Судья Татьяна Касаткина отказала ответчикам в ведении протокольной аудиозаписи заседания для вероятного ее представления в суде следующей инстанции. Свидетель Петров, написавший заявление в Роскомнадзор о допущенном, по его мнению, нарушении, на суд не явился. На заседании присутствовали автор блога на «7x7», сопредседатель «Человек и Закон» Сергей Подузов и член координационного совета правозащитной организации Дмитрий Егошин. Дарья Пиголева представила в суде документы, которые, по мнению правозащитников, ставили под сомнение обращение «гражданина Петрова»: указанный автором жалобы адрес электронной почты зарегистрирован на имя Антона Загайнова, а статистика обращений на сайт Роскомнадзора не содержит ни одной жалобы, касающейся НКО. Уполномоченный по правам человека в Марий Эл Ирина Татаринова сообщила в суде, что участвует в этом деле по собственной инициативе, опираясь на данные, опубликованные в средствах массовой информации. По ее мнению, есть все основания сомневаться в виновности привлекаемого лица, поскольку решение об административном правонарушении принималось без полноценного расследования. Она также сослалась на письмо, направленное в ее адрес организацией Front Line Defenders, которая обратила внимание на факты преследования правозащитников во всем мире: накануне стало известно о том, что информация с призывом к властям России прекратить административное преследование Подузова и «Человек и Закон» опубликованы на сайте FLD. Сергей Подузов отметил, что размещал публикации на «7x7» как блогер, а не как сотрудник правозащитной организации. Обратил внимание на то, что не пользуется своим административным правом (его имеет каждый блогер на «7x7») удалять или скрывать комментарии посторонних пользователей. Татьяна Касаткина огласила решение через полтора часа после завершения выступлений сторон. Нарушения признаны лишь в одной публикации из трех: посте Сергея Подузова в личном блоге на «7x7» от 22 апреля. В нем логотип правозащитной организации был размещен без маркировки, указывающей на занесение «Человек и Закон» в реестр «иностранных агентов». Штраф за это нарушение составляет «ниже минимального» - 150 тыс. руб. По словам правозащитников, они не согласны с решением суда и намерены его оспорить.

ИЮЛЬ, 18
СМИ Нижнего Новгорода
Доступ на заседания администрации Нижнего Новгорода будет открыт только для фотокорреспондентов и видеооператоров. Журналистам будет разрешено проводить протокольную съемку с 18 июля. От каждой редакции на оперативном совещании может присутствовать только один журналист. Протокольная съемка будет длиться на протяжении 10-15 минут с начала заседания, после чего операторам и фотографам необходимо покинуть зал. После совещания будут организованы пресс-подходы главы администрации, заместителей и руководителей структурных подразделений.

ИЮЛЬ, 19
Антон Касс
Саратовский областной суд полностью отказал в иске о защите чести и достоинства депутата регионального парламента Сергея Курихина к журналисту медиагруппы «Общественное мнение» Антону Кассу. Решением, которое приняла коллегия судей, удовлетворена апелляция журналиста на предыдущие решение Октябрьского районного суда, присудившего ответчику 20 тысяч рублей в пользу истца. Напомним, претензии депутата-застройщика связаны с выступлением журналиста на публичных слушаниях 4 сентября 2015 года, где обсуждался проект строительства на месте бывшего лагеря «Лесной» на 9-й Дачной в Ленинском районе Саратова. В своей речи Антон Касс упомянул слово «курихины» в связи с захватом этой территории. Как отмечал впоследствии журналист, фактически лагерь располагался на территории природного парка «Кумысная поляна», но в результате ряда манипуляций его границы стали относиться не к особо охраняемой природной территории, войдя в зону застройки. При этом часть земельного участка под лагерем оказалась в собственности некоего Владимира Лапина, который по некоторым данным, может быть связанным с Курихиным. Депутат Сергей Курихин подал иск, требуя выплатить ему 1 млн рублей моральной компенсации. 4 апреля судья Октябрьского районного суда Роман Рыбаков частично удовлетворил иск Сергея Курихина, снизив сумму моральной компенсации в 50 раз – до 20 тысяч рублей. Антон Касс обжаловал решение суда. В свою очередь, Сергей Курихин также обжаловал постановление, требуя увеличить сумму компенсации до первоначального одного миллиона. Областной суд полностью отказал в его апелляции. На Курихина будут возложены все расходы по оплате пошлин и экспертиз. Интересы Касса представлял юрист Денис Руденко. Комментируя итоги сегодняшнего судебного заседания, Денис Руденко отметил следующее: «Апелляция отменила решение Октябрьского районного суда, при этом отказала Сергею Курихину в исковых требованиях в полном объеме. Считаю, что такое решение должно было быть принято еще в суде первой инстанции. Областной суд доказал нашу правоту. Наша позиция была в том, что в высказывании Касса фигурировали «Курихины, Писные, и другие известные фамилии». Ни одна экспертиза не ответила на вопрос, относится ли «Курихины» к Курихину Сергею Георгиевичу. Кроме того, не было доказано истцом, что слово «отжать» имело негативный характер, а также то, что Курихин С.Г. претерпел моральные страдания».

ИЮЛЬ, 19
Андрей Назаренко
Убит оператор телеканала «Россия 1» Андрей Назаренко. Тело мужчины нашли с огнестрельными ранениями в квартире на западе Москвы. Об этом сообщил канал «360», ссылаясь на источники в правоохранительных органах. По данным собеседника канала, на теле 44-летнего оператора обнаружили пять ранений, причем три из них - в голову. Канал утверждает, что сотрудник ВГТРК скончался ночью 19 июля. Вечером в среду, 20 июля, его тело нашел сын от первого брака. Столичное управление Следственного комитета 21 июля сообщило о возбуждении дела по статье 105 УК РФ («Убийство») в связи с обнаружением тела 43-летнего москвича. Ведомство сообщило, что труп был найден 20 июля сыном погибшего на улице Большая Филевская. Имя мужчины не приводится. В СК уточнили, что погибшего нашли с двумя огнестрельными ранениями в области головы и туловища.

ИЮЛЬ, 19
Александр Соколов
Хамовнический райсуд Москвы продлил срок содержания под стражей журналисту РБК Александру Соколову, арестованному по обвинению в экстремизме, до 28 июля. Следовательно, Соколов, как и другие фигуранты дела - Валерий Парфенов и Кирилл Барабаш, будет содержаться под стражей уже год. Как сообщает «ОВД-Инфо», на заседании суда Соколов рассказывал о фабрикации уголовного дела, нарушениях во время следствия, например – как следователь Талаева «пыталась проводить следственные действия с ними троими одновременно, с одним адвокатом Чернышовым на всех». Он также заявил, что понятыми при оглашении материалов дела выступали «зависимые люди из хозбанды». На суде Соколов потребовал освобождения из-под стражи и снова подтвердил, что вины не признает. Однако суд встал на сторону обвинения. Ранее адвокат журналиста Алексей Чернышев рассказал, что Соколов пожаловался в суд на затягивание следствия, а также потребовал освобождения из-под стражи. Специального корреспондента РБК Александра Соколова, который участвовал в расследовании хищений на строительстве космодрома Восточный, обвиняют по статье «Организация деятельности экстремистской организации» (статья 282.2 УК РФ). В Следственном комитете России полагают, что он был одним из участников запрещенной экстремистской организации «Армия воли народа» и продолжил ее деятельность в рамках «Инициативной группы по проведению референдума за ответственную власть».

ИЮЛЬ, 20
Интернет-газета «Брянские новости»
В ФЗГ обратилась главный редактор интернет-газеты «Брянские новости» Валентина Федосова, сообщившая, что суд оштрафовал редакцию за использование снимка из сети «Одноклассники». «Речь об обычном портрете человека, который дал нам интервью. Ситуация, по нашему мнению, абсурдная: взяли снимок в публичном месте и разместили в интернет-газете. Тем не менее, районный суд проиграли», - рассказала Валентина Федосова. Редакция намерена обжаловать решение суда первой инстанции.

ИЮЛЬ, 20
Кристина Горелик
В Новочеркасске (Ростовская область) полицией задержаны сотрудник фонда «Общественный вердикт» Ксения Гагай, журналист Кристина Горелик, а также члены ОНК Ростовской области Валентина Череватенко и Владимир Катасонов. Об этом сообщается на странице фонда в «Фейсбуке». Всех четверых задержали недалеко от СИЗО. Гагай и Горелик снимали в Ростовской области фильм о руководителе организации «Женщины Дона» Валентине Череватенко, которая в этот день вместе с Владимиром Катасоновым приехала в следственный изолятор с проверкой. В отношении главы организации «Женщины Дона» Валентины Череватенко в июне 2016 года было возбуждено уголовное дело по статье о злостном уклонении от исполнения закона об НКО-«иноагентах». Сама Череватенко отвергает обвинения в иностранном финансировании своего фонда. В ее защиту также выступил Европейский союз.

ИЮЛЬ, 20
Газета «Комсомольская правда»
Газета «Комсомольская правда» должна будет выплатить 50 тысяч рублей актеру Сергею Безрукову. Такое решение принял Савеловский суд Москвы, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-секретаря суда Константина Тимошенко. Причиной для обращения в суд стала незаконная публикация фотографий Безрукова. Как рассказал Тимошенко, суд частично удовлетворил исковые заявления актера, признав нарушенным право Безрукова на неприкосновенность частной жизни и охраны изображения. «Также в пользу истца взыскано 40 тысяч рублей с «Комсомольской правды» и 10 тысяч рублей с корреспондента издания Анны Велигжаниной в качестве моральной компенсации», - добавил он. По словам Тимошенко, суд огласил резолютивную часть решения, а полный текст будет выдан сторонам на руки. На данный момент в производстве Савеловского суда находится еще четыре аналогичных иска Безрукова к различным средствам массовой информации. Их рассмотрение намечено на август.

ИЮЛЬ, 20
Матвей Ганапольский
Журналист Матвей Ганапольский получил гражданство Украины, сообщил глава администрации президента этой страны Борис Ложкин. Решение о выдаче Ганапольскому украинского паспорта было принято после сообщений в СМИ о возможном возбуждении в России против журналиста дела об оскорблении сторонника российского президента в радиоэфире. В октябре 2015 года советник главы МВД Украины Антон Геращенко уже заявлял о готовности выдать Ганапольскому украинский паспорт. Тогда же в интернете появилась петиция президенту России Владимиру Путину с требованием лишить его российского гражданства. Матвей Ганапольский – российский и украинский журналист. С 1991 года работает на радиостанции «Эхо Москвы». Он также вел эфиры на украинской радиостанции «Радио Вести» и сотрудничал с крымско-татарским каналом ATR и грузинским ПИК.

ИЮЛЬ, 21
Станислав Семенов
Камчатский краевой суд отменил решение Петропавлоск-Камчатского городского суда шестилетней давности, признавшего мультфильм «Лицо фюрера» студии Уолта Диснея из серии «про Дональда Дака и фашизм» экстремистским. В Федеральный список экстремистских материалов, сообщает информационно-аналитический центр «Сова», этот мультик попал вместе с сотней видеороликов, которые загрузил на свою страницу «В контакте» житель Камчатки Станислав Семенов, за что был приговорен по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды») к шести месяцам лишения свободы условно. Пять лет спустя, в сентябре 2015 года, за публикацию в соцсетях того же мультфильма и двух других сюжетов, признанных экстремистскими, были привлечены к административной ответственности два жителя закрытого города Северска (Томская область). Городской суд признал их виновными по статье 20.29 КоАП и оштрафовал на 3 тысячи рублей каждого. Стоит отметить, что оба судебных решения принимались в годы юбилеев – 65-летия и 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мультфильм про утенка Дональда Дака, которому приснилось, что он попал в нацистскую Германию, и этот сон был кошмарным, снимался в 1942 году в рамках антифашистской пропагандистской компании, проходившей тогда в США и других странах антигитлеровской коалиции. У этого мультика была миссия – объединение человечества против фашизма, за что и удостоился он премии «Оскар». Однако специалисты, проводившие в 2010 году соцолого-психолингвистическую экспертизу по заказу петропавловских правоохранителей, разошлась с мнением американских киноакадемиков: в этом фильме экспертам удалось разглядеть только свастику и лицо Гитлера, как явные признаки экстремизма. Недавно запретный видеоролик дошел до краевых прокуроров. Посмотрев его, они пришли к выводу, что их нижестоящие коллеги ошиблись, перепутав в черно-белом мультфильме черное с белым – «призывов к экстремизму в нем не содержится, а идеология фашизма показана карикатурно». Краевая прокуратура подала кассационное представление в президиум Камчатского краевого суда, указав, что решение о запрете мультфильма «ущемляет права неопределенного круга лиц на его просмотр». Суд признал прокурорские доводы обоснованными, и постановил исключить из резолютивной части приговора Станиславу Семенову решение о признании мультфильма «Дональд Дак и фашизм» экстремистским. В остальном приговор оставлен без изменения, поскольку сомнений в экстремизме других материалов, которые размещал 6 лет назад осужденный на своей странице «В контакте», у суда и прокуратуры нет. Будут ли обжаловать наложенный на них штраф жители города Северска, пока неизвестно. Приветствуя решение Камчатского суда, ИАЦ «Сова» отмечает, что «казус мультфильма о Дональде Даке» - далеко не единственный пример правовой нелепости при включении ролика или текста в Федеральный список экстремистских материалов. «Подобные примеры свидетельствуют о его ненужности и даже вредности, и наилучшим выходом из положения был бы отказ от него».

ИЮЛЬ, 21, 25
Борис Образцов
Полиция подозревает главного редактора калининградской газеты в вымогательстве более 1 миллион рублей за прекращение публикаций в своем издании, сообщает пресс-служба регионального УМВД. «Как было установлено сотрудниками УФСБ, 45-летний редактор одной из местных газет вымогал деньги у генерального директора коммерческой организации за прекращение печати статей, создающих негативный имидж предприятию. Передача денег в сумме 1 миллион 100 тысяч рублей состоялась в помещении кафе на улице Литовский Вал», - говорится в сообщении. Как стало известно, речь идет о главном редакторе калининградской газеты «Тридевятый регион» Борисе Образцовее. Он хотел получить деньги от руководителя компании ООО «К-Поташ», которая занимается разработкой калийного рудника в Калининградской области, за прекращение публикации в газете материалов, содержащих критику организации. В пресс-службе УМВД сообщили, что в отношении подозреваемого следственным отделом УМВД России по Калининграду возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 163 Уголовного кодекса РФ («Вымогательство»). Сотрудниками УФСБ он был задержан при попытке покинуть территорию России. Центральный районный суд Калининграда 25 июля не стал арестовывать редактора газеты «Тридевятый регион» Бориса Образцова. Сам он отрицает версию следователей и заявляет, что деньги представитель компании ему передал на благотворительные цели. Как рассказал один из сотрудников редакции «Тридевятый регион», в ночь на вторник, 26 июля, Борис Образцов был срочно отправлен в больницу скорой медицинской помощи с сердечным приступом.

ИЮЛЬ, 21
«Московский комсомолец» в Перми»
Кировский районный суд Екатеринбурга 21 июля оставил без рассмотрения иск Дмитрия Скриванова к ООО «Мегаполис» - редакции СМИ «Московский комсомолец» в Перми». Истец не явился на заседание по вторичному вызову, сказано на сайте суда. Так завершилась седьмая по счету тяжба этого депутата Заксобрания Пермского края с местными и федеральным СМИ. О разбирательстве против «МК» в Перми» ФЗГ сообщал. Ленинский районный суд Перми, куда 22 октября 2015 года поступил иск провинциального политика, направил гражданское дело о защите чести и достоинства в Екатеринбург – по месту нахождения редакции. Там 20 апреля 2016 года была назначена лингвистическая экспертиза. Результаты исследования текста «ФРМ: очередное фиаско Дмитрия Скриванова», размещенного 5 июня 2015 года на сайте «МК» в Перми», похоже, не вдохновили истца на продолжение спора. На заседания 13 и 21 июля 2016 года депутат не явился, не прислал представителя и не попросил рассмотреть дело в свое отсутствие. Судья Светлана Подгорная оставила без рассмотрения заявленные ранее требования об опровержении и компенсации морального вреда в размере 100 тыс. рублей. Истцу из Перми, который еще недавно руководил Фондом развития моногородов (ФРМ) в Москве, сутяжничество с журналистами вышло боком. Помимо заголовка, он фактически признал правоту и таких оспоренных прежде фраз: «Один из самых конфликтных депутатов пермского региона продержался на московском посту рекордно короткий срок, всего несколько месяцев, и не успел довести до конца ни одного серьезного проекта»; «В 2011 году на посту регионального координатора Общероссийского народного фронта Скриванов подержался рекордный по своему минимуму срок – ровно три месяца. После чего последовала команда из полпредства, и его заменили. Причем тогда Скриванов был изгнан безо всяких дипломатических формулировок и авансом выданных благодарностей». Три другие тяжбы, затеянные с ООО «Пермская телерадиокомпания «Урал-Информ ТВ», тоже обернулись против Д. Скриванова. ФЗГ рассказывал, что 13 и 25 апреля он окончательно проиграл в Пермском краевом суде свои иски против видеосюжетов «Политический неудачник», «РБК считает Дмитрия Скриванова имитатором бурной деятельности» и «Депутат-пустозвон». Но спустя 4 дня телекомпания-ответчик перешла под контроль депутата-истца. И подчиненные теперь журналисты вынуждены были отказаться от победы по трем другим искам, достигнутой ранее в Мотовилихинском районном суде Перми. Уже 16 мая в Пермском краевом суде были утверждены мировые соглашения по выигранным в суде первой инстанции сюжетам «Дмитрий Скриванов наконец-то пристроился к делу», «Антипример депутатской деятельности», «Депутат Скриванов вновь оказался в центре скандала». Подконтрольные журналисты обязались удалить с сайта всю критику против нового хозяина. Все эти сведения опубликованы в государственной автоматизированной системе «Правосудие» и доступны на сайтах названных судов. Невольно вспоминается фраза известного актера: «С журналистами судиться, что голым в крапиву садиться».

ИЮЛЬ, 21
Газета «Правда»
Глава партии КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что избирком Красноярска запретил распространять партийную газету «Правда» в связи с тем, что изображенные в ней Иосиф Сталин и Владимир Ленин не входят в списки коммунистов на выборы в Госдуму. «На том основании, что Ленин и Сталин не входят в списки КПРФ на выборах, они решили запретить распространять этот информационный бюллетень. Избирком Красноярска», - передает слова лидера коммунистов РИА «Новости». Зюганов также отметил, что в газете просто опубликованы плакаты с изображением Ленина и Сталина. При этом глава КПРФ заявил, что компартия в любом случае намерена распространить эту газету.

ИЮЛЬ, 21
«Газета.ru»
«Газета.ru» добилась в Мосгорсуде блокировки ресурса, который перепечатал ее статью, пишет газета «Ведомости». Как отмечает издание, ссылаясь на экспертов, это первый случай, когда СМИ воспользовалось антипиратским законом для защиты от плагиата текстов (при этом ранее «Газета.ru» уже добивалась блокировки сайта за незаконное использование ее инфографики). Согласно материалам, размещенным на сайте суда, речь идет об опубликованной в марте статье Елизаветы Маетной «Цигель-цигель-ай-лю-лю: чем заняться в Баку», которую под названием «Баку – жемчужина Каспия» перепечатало издание story-media.ru (на момент написания заметки сайт не открывается). В качестве обеспечительной меры оно заблокировано на 15 суток, окончательное решение по иску пока не вынесено. Как рассказал «Ведомостям» представитель холдинга Rambler & Co, в который входит «Газета.ru», на момент подачи заявления в Мосгорсуд статья «Баку – жемчужина Каспия» была доступна для прочтения. На сайте самой «Газеты.ru» на момент написания заметки какой-либо дополнительной информации найти не удалось, у издания имеется лишь новость, написанная по «Ведомостям». Согласно данным регистратора, сайт story-media.ru оформлен на юридическое лицо, данные которого скрыты.

ИЮЛЬ, 22
Сергей Чичканов
К двум кандидатам в Думу Ханты-Мансийского автономного округа Сергею Чичканову и Андрею Калошину пришли домой сотрудники сургутской полиции, в том числе и ОМОНа. У молодых людей, сообщает региональное отделение КПРФ, изъяли компьютеры и документы о выдвижении по одномандатным округам № 11 и №12 города Сургута – бумаги эти, полагают в компартии, особенно интересуют стражей порядка, и являются, может статься, единственной целью этой спецоперации. «Ребят доставили в городской отдел УВД, – рассказал второй секретарь окружного комитета Иван Левченко, – и стали допрашивать о давно минувших делах – ролике в интернете, который, кстати, ни Сергей, ни Андрей не выкладывали, а только «лайкнули», с кем-то, может быть, им поделились: происходили эти события в прошлом году, а теперь вдруг правоохранители их припомнили – мы считаем, просто-напросто нашли повод, чтоб снять с выборов самых опасных конкурентов партии власти». Информация об этом ролике находится в поисковиках легко (сам он из Сети удален после признания городским судом экстремистским): это видеообращение Руслана Аюпова – бывшего руководителя общественной организации «Совесть», в котором автор излагал свою версию состоявшейся ранее драки между местными жителями и выходцами с Кавказа. Глава управления МВД по Сургуту Александр Ерохов был назван в ролике «оборотнем в погонах, выполняющим заказ на устранение неугодных». «Парни – образованные, интеллектуально развитые, один - инженер, другой – директор малого предприятия. У власти – серьезная проблема: и тот, и другой по проведенным нами замерам, с большим отрывом побеждают в своих округах: за них готовы голосовать более 40 % опрошенных - 2,5 тысяч сургутчан», -считает Иван Левченко. Поражает, говорит Левченко, осведомленность полицейских. «Документы в избирательную комиссию Чичканов и Калошин подали 20 июля, но их фамилий на ее сайте пока что нет, потому что список еще не заверен. И мы не публиковали еще список своих выдвиженцев, но силовики работают на опережение – им. надо полагать, все давно известно». На сайте Следственного управления СКР по ХМАО-Югре опубликована информация об уголовном деле, возбужденном в отношении только Сергея Чичканова. Как сказано в сообщении ведомства, «23 ноября 2015 года подозреваемый разместил в одной из групп социальной сети видеофайл, содержание которого направлено на возбуждение ненависти и вражды по признакам социальной принадлежности – преступления, предусмотренного ч.1 ст.282 УК РФ». В том, что это - политзаказ, у югорских коммунистов сомнений нет. «Если же кого-то из ребят заключат под стражу, можно будет однозначно сказать, что власти готовы применять к неугодным кандидатам политические репрессии» - полагает Левченко.

ИЮЛЬ, 22
ООО «Медиа Контент»
Руководство следственного изолятора «Бутырка» обратилось в Савеловский суд Москвы с иском о защите чести и достоинства к ООО «Медиа Контент» (Life). Претензии СИЗО связаны со статьей об обысках, сообщает ТАСС. «В суд поступило исковое заявление от СИЗО-2 («Бутырка») о защите чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности и порочащих сведений, опубликованных на сайте Life.ru (редакция ООО «Медиа Контент»)», - рассказал пресс-секретарь суда Константин Тимошенко. Иск принят к производству, однако дата слушаний пока не назначена. Поводом для обращения в суд послужила статья «ФСБ нагрянула с обысками в СИЗО «Бутырка» и «Водник» в Москве», опубликованная 1 июля на сайте Life.ru. В материале утверждалось, что обыски связаны с выявленными фактами фальсификации справок о состоянии здоровья арестантов сотрудниками СИЗО. «Факты, изложенные в данной статье, не соответствуют действительности, утверждения о фактах и событиях не имели места в реальности, а распространенные сведения являются порочащими честь, достоинство и деловую репутацию сотрудников СИЗО», - отмечается в иске. Руководство «Бутырки» просит суд признать распространенные в статье сведения не соответствующими действительности и обязать ООО «Медиа Контент» опровергнуть их на главной странице сайта. Финансовых требований по иску не заявлено.

ИЮЛЬ, 22
Газета «Коммерсант»
Тверской суд Москвы в четверг отказался удовлетворить иск экс-сенатора и банкира Глеба Фетисова к газете «Коммерсант». «Суд сегодня отказал в удовлетворении иска в полном объеме», - рассказал «Интерфаксу» пресс-секретарь банкира Игорь Пылаев. «О том, будет ли сегодняшнее решение суда обжаловано, можно будет говорить только после ознакомления с его мотивировочной частью», - добавил Пылаев. Бывший представитель Совфеда и владелец «Моего банка» Фетисов подал гражданский иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к «Коммерсанту» в связи с публикацией от 17 марта 2016 года статьи под заголовком «Вия» вызвали в суд». Так, Фетисов требовал от газеты опровержения информации, в которой его имя связывается с убытками, понесенными создателями фильма «Вий». Как ранее пояснил агентству представитель газеты, речь идет о строчке, в которой упоминается, что Фетисов выступал партнером компании ООО «Тетерин фильм», и о подзаголовке статьи «Продюсеры картины судятся с бывшими партнерами». «Фетисов утверждает, что партнером не был», - уточнил представитель издания, отметив при этом, что банкир указан в титрах фильма как сопродюсер. Добавим, в статье «Коммерсанта», в частности, утверждается, что «Русская Фильм Группа» (РФГ) отозвала рекордный для российского кинематографа судебный иск почти на 500 млн рублей к компании «Тетерин фильм», которую обвиняет в неисполнении обязательств по фильму «Вий». В тексте статьи упоминается, что Фетисов ранее выступал партнером «Тетерин фильм».

ИЮЛЬ, 23
Андрей Пионтковский
В московскую квартиру, где живут родственники известного публициста Андрея Пионтковского, в шесть утра явились сотрудники ФСБ с ордером на обыск, – сообщают журналисты. В квартире находился прописанный там внук Андрея Пионтковского Филипп. Вскоре по просьбе семьи Пионтковского туда прибыл адвокат Марк Фейгин. Обыск проводится по делу, возбужденному после публикации в январе 2016 года на сайте радиостанции «Эхо Москвы» статьи Пионтковского, посвященной ситуации в Чечне. Прокуратура посчитала, что в этой статье усматриваются «признаки призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности» России. Кроме того, прокуроры решили, что статья возбуждает ненависть и вражду, а также «унижает достоинство по признаку национальности». Было возбуждено уголовное дело, и 5 июля 2016 года сотрудники ФСБ изъяли переписку сайта радиостанции «Эхо Москвы» с Андреем Пионтковским. Редактора сайта Виталия Рувимского и других сотрудников вызывали в ФСБ на допросы. Публицист Андрей Пионтковский, находящийся за границей, в интервью Радио Свобода так прокомментировал обыск в своей московской квартире: «Обращает на себя внимание, что в 6 утра в субботу люди ломятся в квартиру. Видимо, это унаследованный стиль наших чекистов. Хочу напомнить, что в 2007–2009 году меня уже обвиняли в экстремизме из-за моей книги. Но тогда процесс закончился удивительной победой свободы слова – суд меня оправдал, признал, что нет никаких признаков экстремизма. Хотя я тогда работал в США, в Гудзоновском институте, я приезжал на все заседания суда, на все допросы в прокуратуре, считая, что это борьба за свободу слова. Но сейчас ситуация другая – я понимаю, что это будет просто расправой. Ну и старше я стал на 10 лет, сложней мне было бы перенести заключение в камеру даже на несколько дней. Поэтому я счел целесообразным покинуть страну и в ближайшее время возвращаться не собираюсь. Я уехал в тот день, когда госпожа Яровая подписала обращение комитета Государственной Думы в прокуратуру с просьбой меня просто-напросто арестовать. Машина медленно разворачивалась, прокуратура рассмотрела заявления, обнаружила «признаки экстремизма» и отправила материалы в ФСБ. Были обыски в «Эхе Москвы», теперь пришли ко мне. Видимо, следующим этапом будет вызов на допрос, а затем объявление в розыск», – сказал публицист Андрей Пионтковский. Адвокат Марк Фейгин отметил, что обыски проводятся на основании постановления Лефортовского суда от 31 мая, но никто его об открытом суде не уведомлял. Несколько часов обыск шел в квартире дочери и внуков Пионтковского, затем прошел в его собственной квартире. Как рассказал Радио Свобода внук Андрея Пионтковского, были изъяты книги, которые написал его дед, и некоторые рукописи. Филиппа Пионтковского спрашивали о том, «где находится его дед, собирается ли возвращаться в Россию и зачем он выступает против власти».

ИЮЛЬ, 23
Сергей Пархоменко
Журналист Сергей Пархоменко сообщил о взломе его Telegram-аккаунта. В интервью «Эхо Москвы» он пояснил, что взлом произошёл таким способом, при котором очевидно, что кто-то читает смс-сообщения. Пархоменко считает бессмысленным обращаться в правоохранительные органы, поскольку, он убеждён в том, что взломы происходят при участии спецслужб.

ИЮЛЬ, 23
Газета «Наша Иртышская правда»
Кировский районный суд Омска вынес решение по иску местного бизнесмена Арамиса Крджоняна к сельской газете «Наша Иртышская правда». Особенность этого процесса в том, что оспаривал истец только публикацию его фотографии – к тексту, ею сопровождаемому, никаких претензий у него нет, хотя вряд ли и сама статья под названием «Большие стройки за большие взятки?» понравилась предпринимателю. Но оспорить ее содержание ему бы определенно не удалось: то, о чем в ней рассказывалось, доказано в ходе другого судебного разбирательства – Большереченский райсуд подтвердил установленный следствием факт передачи Крджоняном «отката» в сумме 219 тысяч рублей директору муниципального «Центра финансово-экономического и хозяйственного обеспечения в сфере образования» Елене Каменской, с помощью которой он получил подряды на ремонт ряда школ. За это 4 июля с.г. ему было назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года и штрафа в размере 13 миллионов рублей. Материал о взятке был проиллюстрирован снимком, на котором, кроме предпринимателя, присутствуют две женщины: одна из них, директор школы села Новологиново, вручает ему благодарственное письмо. По неизвестным причинам его это фото сильно расстроило: в иске, цитируемом еженедельником «Бизнес-курс», моральные страдания истца внятно не объясняются – там сказано, что вред, причиненный ему, «заключается в переживаниях по поводу своей деловой репутации и достоинства; в переживаниях по поводу сформированного публикацией в отношении его личности негативного общественного мнения», что привело «к ухудшению состояния его здоровья, в частности, в связи с сильным стрессом». Почему именно фотография заставила его так переживать, и каким образом «сформировала» она в отношении г-на Крджоняна «негативное общественное мнение», непонятно: весь «негатив» содержится в тексте, а на фотографии его стороннему наблюдателю не разглядеть. Издание должно было, по мнению истца, получить от него разрешение на ее публикацию – напечатав ее самовольно, оно, полагает истец, нарушило федеральный закон «О персональных данных», Гражданский кодекс и еще ряд законодательных актов. Однако в том же ФЗ «О персональных данных» сказано, что журналисты не обязаны испрашивать согласия на публикацию фото, если речь в материале идет о защите общественных интересов. Относится ли к таковым информация о даче предпринимателем взятки должностному лицу? Как следует из решения Кировского райсуда, интересы общества они никоим образом не затрагивает: суд, правда, счел, что истец переоценил свои «моральные страдания», уменьшив заявленную им сумму компенсации со 100 тыс. до 10 тыс. рублей, но в принципе остался на его стороне. Решение довольно странное: оно означает, что взятка – это личное дело взяточника и взяткодателя, хотя последний, как правило, и в данном случае, осуществляет свою деятельность за счет налогоплательщиков, то есть общественности. И школы ремонтируются, надо полагать, тоже в ее интересах - не только ради повышения благосостояния чиновников и предпринимателей. Решение это, если ему последуют другие суды, может привести к серьезным последствиям для многих российских СМИ – печатных, телевизионных, электронных: если им всякий раз придется просить разрешения для размещения фото и видеоизображений героев своих сюжетов, то со страниц газет, журналов телеэкранов и сайтов могут исчезнуть лица вообще – положительные и отрицательные. «Наша Иртышская правда» с таким порядком вещей не согласна и будет обжаловать решение райсуда в вышестоящей инстанция.

ИЮЛЬ, 25
Александр Толмачев
Европейский Суд признал незаконным содержание под стражей в течение трёх лет ростовского журналиста Александра Толмачева. Жалобы на незаконные действия правоохранительных и судебных органов в отношении Александра Томачёва его защитники начали направлять в Европейский суд по правам человека ещё в 2012 году. Но только сейчас в Страсбурге рассмотрено одно из первых обращений - о незаконном содержании журналиста под стражей с декабря 2011 года по октябрь 2014 года. Пятнадцать раз ростовские, кущевские и краснодарские судьи выносили постановления о продлении содержания его под стражей. Уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде Георгий Матюшкин сообщил ЕСПЧ, что российское правительство выражает согласие с тем, что имело место нарушение параграф 3 статьи 5 Конвенции о защите прав человека. Он гласит: «Каждый задержанный или заключенный под стражу в соответствии с подпунктом «с» пункта 1 настоящей статьи незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд». Правительство России готово выплатить Толмачёву компенсацию в размере 3 450 евро и предлагает Европейскому суду прекратить судопроизводство по этому делу в связи с выплатой компенсации. Что решит сам Толмачёв и как может сказаться его решение принять или нет эту компенсацию на дальнейшем рассмотрении его жалоб в ЕСПЧ, пока не ясно. Адвокат Сергей Емельянов, бывший защитник Толмачёва (вышел из процесса по состоянию здоровья) написал на сайте Информационно-аналитического центра Александра Толмачёва, что самое главное - «направить жалобу в Страсбургский суд после вынесения решения Апелляционной инстанции. Главное не пропустить срок шесть месяцев!». Речь идет о жалобе в ЕСПЧ на приговор журналисту – 9 лет строго режима. Александра Изучеева, сестра и общественный защитник Толмачёва, которой адресовано эта реплика, в ответ сетует на отсутствие достаточных средств на адвокатов. 5 августа в Ростовском областном суде состоится рассмотрение апелляционной жалобы Толмачева на решение судьи Пролетарского районного суда Ростова-на-Дону Кривенковой, отказавшей в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда, причиненного отказом следователя Уразовой в ознакомлении со всеми томами уголовного дела. Сам Толмачёв будет участвовать в заседании в режиме видеоконференции. Сейчас он отбывает наказание в тюрьме строгого режима ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области – в знаменитом Владимирском централе.

ИЮЛЬ, 25
Наталья Алексеева
В Магадане областной суд снизил блогеру сумму морального ущерба. Мы уже сообщали, что руководитель управления по информационной политики мэрии Магадана Олег Дудник подал в суд на пользователя Твиттера Наталью Алексееву (см. монитор за февраль 2016 года). Она участвовала в обсуждении слухов о коррупции, касающихся Дудника в бытность его директором Магаданского института экономики. И хотя в общей переписке участвовало несколько человек, Олег Дудник, возглавляющий в настоящее время управление информационной политики города Магадана, выбрал только Наталью. Потому что знал, что она – журналистка. Он потребовал защитить свои честь, достоинство и деловую репутацию, признать факт нарушения неимущественных личных прав, опровергнуть сведения и удалить их, а также компенсировать ему моральный вред. Городской суд Магадана почти полностью удовлетворил иск чиновника, приняв решение о взыскании с блогера штрафа в 50 тысяч рублей (см. монитор за март 2016 года). Этот штраф обременительной еще и потому, что во время судебной тяжбы Наталью сократили в редакции «Аргументы и факты – Магадан», а попытки устроиться в другие СМИ не увенчались успехом. На момент вынесения решения она являлась безработной, состоящей на учёте в органах занятости населения. Наталья подала апелляцию в областной суд. Он отменил наиболее абсурдные решения первой инстанции (чиновник требовал разослать опровержение всем лицам, участвующим в переписке, и опубликовать его почему-то в местной газете) и снизил сумму ущерба. Комментарий Натальи Алексеевой: «Я долго не могла поверить, что дело приняли к производству и всерьез его рассматривают. Тем более, что к этому времени вышел обзор судебной практики Верховного суда, где говорится, что особое внимание нужно уделить провинциальным судам, где еще нет практики по социальным сетям… В обзоре говорится, что высказывания в адрес чиновников могут последних даже шокировать и приводить в смятение, но так, как они публичные люди, то они должны быть готовы к более широкой критике в их адрес. И не принимать иски, где нет разграничения явной клеветы от оценочных суждений». Алексеева продолжает: «Дуднику постоянно давали время на уточнение требований, на исковые дополнения, что подтвердило догадки, что мое «твиттерное дело» - отнюдь не случайно. Когда мы с адвокатом обратили внимание суда на то, что скриншоты, предоставленные истцом, не заверены нотариально, Дудник привел пять свидетелей, участвовавших в той переписке. Среди этих «свидетелей» (их даже не идентифицировали с их же аккаунтами в Твиттере) было двое моих коллег из других СМИ. Я была просто в шоке! Знаю их много лет. Так прогнуться перед чиновником! В итоге суд снизил моральный вред с 50 до 15 тысяч рублей, а расходы по лингвистической экспертизе (проводившейся на этих, не заверенных нотариально скриншотах!) снизил с 21 до 10 тысяч. Итого - 25 тысяч рублей. Жду исполнительный лист. Считаю, что мое дело «притянуто за уши» и сшито белыми нитками. Из мухи сделали огромного слона - знакомясь с материалами, я увидела два тома - один в 250 листов, другой в 246! Уверена, что цель подобных процессов - закрыть рот журналистам, задающим неудобные вопросы околовластным персонам. Я буду обжаловать все решения магаданских судов и пойду дальше - в Верховный суд».

ИЮЛЬ, 25
Съемочная группа канала РЕН ТВ
В Москве возле ОВД в Раменском задержаны активисты Вадим Коровин и Константин Алтухов, а также группа журналистов канала РЕН ТВ, сообщает ОВД-Инфо со ссылкой на блогера Яна Кателевского, который присутствовал на месте событий. Он рассказал, что Коровин приехал дать интервью на занятой под парковку муниципальной земле перед зданием Федеральной миграционной службы. Журналистов РЕН-ТВ, которым при задержании повредили микрофон, вскоре выпустили без оформления протоколов. На активистов составили протоколы о неповиновении сотрудникам полиции, передает ОВД-Инфо. После задержания Коровин разместил в своем твиттере ссылку на видео, в котором содержится записанный Кателевским на смартфон разговор с сотрудниками полиции во время его задержания в апреле.

ИЮЛЬ, 25
ВГТРК
Бывший вратарь сборной СССР по хоккею Александр Тыжных намеревается отсудить в общей сложности 10 млн рублей у ВГТРК и участницы программы «Прямой эфир» Анны Квартальновой. Такая сумма, по мнению истца, является компенсацией морального вреда за распространение ложных сведений о нем, а также незаконное использование личных фотографий. «Тыжных требует взыскать по 5 млн рублей с ВГТРК и Квартальновой за распространение ложных сведений по иску о защите чести и достоинства», - рассказал агентству ТАСС пресс-секретарь Савеловского суда Москвы Константин Тимошенко. Напомним, в октябре прошлого года на телеканале «Россия 1» в ток-шоу «Прямой эфир» вышел выпуск «Ледяное сердце: звезда советского хоккея не признает больную раком дочь». В иске, в частности, отмечается, что участница программы Анна Квартальнова, представившись внебрачной дочерью хоккеиста, публично оклеветала Тыжных. По словам истца, генетическая экспертиза ДНК опровергла факт его отцовства. Также, отмечается в иске, в ходе передачи без согласия истца демонстрировались его личные фотографии.

ИЮЛЬ, 25
Газета «Завтра»
Бизнесмен Александр Лебедев подал иск против советника президента Сергея Глазьева и редакции еженедельной газеты «Завтра». Поводом стала публикация интервью Глазьева, сообщает RNS. «Если я не ошибаюсь, ситуация такова. В нашей газете была опубликована статья Глазьева или интервью с Глазьевым. И его он перенес к себе на сайт. И в это интервью он добавил нечто, связанное с Лебедевым и не понравившееся ему. После чего Лебедев направил иск и Глазьеву и нам. Мне коллеги докладывали ситуацию: в статье, которая была опубликована у нас или в интервью, о Лебедеве ничего не говорилось», - сказал Проханов, уточнив, что, по его информации, материальных претензий Лебедев не заявил. Иск о защите деловой репутации подан в Хамовнический суд Москвы.

ИЮЛЬ, 26
Газета «Выбери лучшее»
В Мурманской области бывший глава Кандалакшского района Александр Богданов напал на журналистов местной газеты «Выбери лучшее». Инцидент произошел в коридоре суда, где состоялось предварительное слушание по иску бывшего главы Кандалакшского района Александра Богданова к редактору газеты «Выбери лучшее» Ольге Мещеряковой. Экс-высокопоставленный чиновник не согласен с опубликованной информацией в статье «Как глава района Богданов тратит бюджетные деньги?». В материале журналисты поведали читателям о покупке автомобиля бизнес-класса. Дорогостоящая покупка обошлась Кандалакшскому району в 2,5 миллиона рублей и, как указывает Богданов в исковом заявлении, автомобиль был приобретен в рамках муниципальной программы по осуществлении материально-технического и транспортного обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Ранее надзорными органами было установлено, что покупка является необоснованным расходованием бюджетных средств. На предварительное слушание в суд Александр Богданов прибыл со своим адвокатом Ольгой Ситкевич. Увидев корреспондентов, депутат не стал сдерживать эмоции. Он накинулся на оператора и отнял мобильный телефон, на который велась съемка. Чуть позже в присутствии секретаря суда техника была возвращена. В настоящее время редакция «Выбери лучшее» принимает решение о написании заявления в полицию. Редактор издания считает, что действия чиновника препятствовали журналисткой деятельности. Следующее заседание суда о рассмотрении иска Александра Богданова к редакции газеты «Выбери лучшее» состоится 2 августа.

ИЮЛЬ, 26
«Эхо Москвы»
Пресненская прокуратура Москвы потребовала у редакции «Эха Москвы» предоставить аудиозапись программы «Особое мнение» с участием писателя Виктора Шендеровича по заявлению лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Копию требования прокурора опубликовал телеканал «Дождь». Согласно документу, Жириновский обвиняет Шендеровича в нарушении статьи 5.61 КоАП («Оскорбление»). Речь в требовании идет о выпуске, который прошел в эфире 24 декабря 2015 года. Ранее главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов сообщал, что прокуратура потребовала расшифровку передачи от 24 июля. На сайте «Эха Москвы» нет выпуска «Особого мнения» с участием Виктора Шендеровича от 24 декабря. В передаче от 17 декабря, в которой Шендерович принял участие, обсуждалось предложение оппозиционера Ильи Яшина встретиться с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, чтобы поговорить об убийстве Бориса Немцова. В частности, Шендерович высказал мнение, что Яшину не следует встречаться с Кадыровым из-за «эффекта Жириновского». «Окажешься рядом и потом будешь им пахнуть», - сказал писатель. По какой причине прокуратура требовала расшифровку передачи с участием журналиста Леонида Радзиховского, о чем также сообщал Венедиктов, «Дождь» не сообщил. «Запросы на предоставление расшифровок эфира по просьбе депутатов, парламента Чечни и иных субъектов следуют постоянно в течение июля», - отметил Венедиктов. «Мы их предоставили - нам скрывать нечего и мы не нарушаем закона о СМИ», - добавил главный редактор «Эха Москвы». Алексей Венедиктов сообщил, что прокуратура потребовала предоставить расшифровки двух выпусков программы «Особое мнение» с участием журналиста Леонида Радзиховского и писателя Виктора Шендеровича.

ИЮЛЬ, 27
Портал Life
Генерал-майор Денис Никандров, арестованный в рамках коррупционного скандала среди руководства Следственного комитета России, подал иск о защите чести и достоинства в Савеловский суд столицы к порталу Life. Об этом РБК сообщил один из адвокатов генерала. По словам защитника, исковое заявление, подписанное лично Никандровым, генерал отправил по почте в суд из СИЗО «Лефортово», где он содержится. В исковом заявлении (есть в распоряжении РБК) он требует признать порочащими и недостоверными сведения из статьи, опубликованной на портале 21 июля – «Во время обысков в квартире замглавы ГСМУ СК по Москве обнаружили €400 тыс.». Генерал просит опровергнуть три фразы из этой статьи: «Дениса Никандрова подозревают в покровительстве банде криминального авторитета, известного как Шакро Молодого». «В квартире [Никандрова], расположенной на северо-западе Москвы, обнаружено четыреста тысяч евро – именно такую сумму высокопоставленный сотрудник органов оставил себе из общей суммы первого транша в пятьсот тысяч евро». А также фразу «Известно, что деньги Никандров получил за день до освобождения криминального авторитета Итальянца, сумма в один миллион евро была разбита на две части. Первую часть получили следователи за день до освобождения, вторую сразу после, как гарант успешного проведения операции». Никаких материальных требований Никандров к журналистам не заявляет, следует из документа.

ИЮЛЬ, 27
Портал-36он.ру
В ходе заседания в Ленинском районном суде Воронежа по иску майора полиции Евгения Младова о защите чести, достоинства и деловой репутации к ООО «Воронежский городской портал-36он.ру» представитель правоохранителя Нина Черных изъявила желание выступить с ходатайством о проведении разбирательства в закрытом режиме. Соответствующее «право» ей «разъяснил» судья Андрей Ботвинников. Господин Младов подал иск к редакции из-за серии публикаций о якобы совершенном им избиении жителя области, «подрезавшем» на трассе М-4 его отца. Как отмечают представители Центра защиты прав СМИ, за двадцатилетний опыт их работы рассмотрение подобного дела в закрытом режиме может стать первым. Иск с требованием 200 тыс. руб. компенсации морального вреда правоохранитель подал в Ленинский райсуд в июне этого года, назвав опубликованную информацию «недостоверной».

ИЮЛЬ, 28
Съемочная группа телеканала «Ермак»
В Артемовском (Свердловская область) на журналистов телеканала «Ермак» (Екатеринбург) напали сотрудники скандально известной компании «Универсалремонт», занимающейся отловом собак. Пострадавшие журналисты оформляют заявление в полицию. Как рассказала корреспондент телекомпании «Ермак» Юлия Першина, съемочная бригада телеканала по редакционному заданию поехала снимать сюжет в Артемовском об отлове диких собак. Вместе журналистами на место отправился общественник Валерий Басай. «Одна из компаний выиграла тендер на отлов собак и у ОНФ возникли вопросы к ним: собаки содержатся в ненадлежащих условиях, уход за ними не ведется и так далее. Мы поехали в этот питомник, приехали, ворота были открыты, мы заехали и стали снимать собак. Через пару минут на нас стали выбегать люди. Не представляясь, стали нападать, бить, вырывать камеру. Один из них вообще прибежал с граблями! Стали угрожать, кричать, что мы не имеем права, чтобы убирались вон, отдали им камеру. Напали на оператора, повалили его, разбили камеру, стали требовать флешку у него. Он упал на землю, прижал камеру к груди, но в какой-то момент отдал одну из двух флешек с камеры - пустую. Им этого, видимо, хватило. Я попыталась снимать на телефон, меня оттолкнули и запихнули в машину. Они стали угрожать, что проткнут машине колеса. Один из них, как позже выяснилось, директор - Евгений Шлеин, не хотел нас выпускать. Мы вызвали полицию и только тогда нас выпустили», - рассказала корреспондент телеканала. По ее словам, нападавших было пять человек. «У нас разбита камера, нет одной флешки - собственность телекомпании. У оператора кружится голова, по всем рукам синяки, что-то с пальцем», - отметила Юлия Першина. Факт нападения на журналистов Накануне.RU подтвердили в пресс-службе ГУ МВД России по Свердловской области. «Сообщение в дежурную часть полиции Артемовского поступило в 11.40 от журналиста, который попросил помощи у стражей правопорядка. Он рассказал, что находится на съемках на территории ИП «Шлеин», занимающейся отловом собак, что вышли несколько человек и потребовали прекратить съемку, после чего нанесли ему телесные повреждения и повредили камеру. Незамедлительно на место происшествия выехал наряд территориального ОВД. Журналистов доставили в здание полиции. В эти минуты они пишут заявление. Оно будет должным образом зарегистрировано, по нему будет проведена проверка и принято соответствующее процессуальное решение. Параллельно сыщики опросят всех, кто находится на территории ИП с целью установления личности, а также обстоятельств происшествия. Пока они закрылись внутри и никому не открывают. Уверен, это вопрос времени, опрос будет проведен в любом случае. Ход расследования происшествия с екатеринбургскими журналистами взят на контроль руководством ГУ МВД области», - прокомментировал ситуацию официальный представитель областного главка Валерий Горелых.

ИЮЛЬ, 28
Съемочная группа телеканала «Ермак»
В Екатеринбурге избита съемочная группа телеканала «Ермак». Инцидент произошел в автосервисе «АвтоMasster». Кандидат в депутаты свердловского Заксобрания от Российской партии пенсионеров за справедливость, юрист Иван Волков сообщил, что его конфликт с автосервисом возник из-за автомобиля жены юриста. Волков расскаал, что сдал машину в сервис, чтобы поменять лампочку габарита. Но в сервисе сообщили, что необходимо заменить и другие детали на сумму 60 тыс. рублей. Волков заплатил аванс в размере 15 тыс. рублей, но у него сразу возникли сомнения насчет работы мастеров. Впоследствии выяснилось, что в машине не заменили ни одну деталь. В результате Волков был избит. «Пока ни ключи от авто моей жены, ни документы, ни сотовый основной вернуть не удалось. Ни полиция, ни Следственный комитет в здание попасть не могут. Директор автосервиса, его сотрудник Константин и остальные, те кто избивал журналистов телеканала «Ермак» и меня, и кто разбил и отобрал их дорогую профессиональную камеру забаррикадировались. Вот тебе и поменял лампочку габарита», - написал Волков в Facebook. Взять комментарий в автосервисе «АвтоMasster» Znak.com не удалось. Его сотрудник бросил трубку сразу, как только узнал, что звонит журналист.

ИЮЛЬ, 28
Сайт «The Morning News»
Сайт «Компромат.Ru»
Пресненский суд Москвы отклонил иск начальника УМВД России по городу Брянску Олега Широбокова к сайтам «The Morning News» и «Компромат.Ru» о защите чести, достоинства и деловой репутации. Таким образом, суд отказался обязать ответчиков в лице вышеупомянутых сайтов удалить статьи, якобы содержащие информацию, порочащую честь и достоинство заявителя, и опубликовать опровержение, о чем просила суд сторона заявителя. Представительница истца в ходе судебного заседания утверждала: «У читателя образуется негативный образ Широбокова. Просим признать не соответствующей действительности данную информацию, обязать ответчиков опубликовать опровержение и взыскать стоимость судебных расходов в размере 22 тысяч 126 рублей 90 копеек». Поводом для обращения в суд начальника УМВД послужила статья от 1 декабря 2014 года с заголовком «Шеф брянского ГУВД Широбоков в команде Желябовского», размещенная на сайтах «The Morning News» и «Компромат.Ru». В ней Широбоков обвиняется в сговоре с экс-главой известного холдинга «Энергострим» Юрием Желябовским, который «остается фигурантом нескольких уголовных дел и находится в международном розыске». «А его с Юрием Желябовским связывают давние дружеские и партнерские отношения», - говорится в статье.

ИЮЛЬ, 28
ИА «СеверПост»
В Мурманске журналисту «СеверПост» не позволили задать вопрос и.о. регионального министра рыбного и сельского хозяйства Андрею Иванову. Инцидент произошел перед заседанием Экономического совета и Полярной комиссии, которое проходит в здании правительства. Сотрудник пресс-службы правительства Мурманской области Игорь Катериничев запретил задавать вопрос, объяснив это «неформатом» мероприятия. «Никаких вопросов, это неформат данного мероприятия, обо всех вопросах договаривайтесь лично вне заседания», - пояснил свою позицию Игорь Катериничев. При этом само заседание Совета было проанонсировано и являлось открытым для прессы. В пресс-службе областного правительства пообещали прокомментировать инцидент, как только будет опрошен сам сотрудник.

ИЮЛЬ, 29
Олег Кашин
Профсоюз журналистов и работников СМИ обратился к главе ФСБ Александру Бортникову с просьбой проверить действия сотрудников Следственного комитета России (СК) при расследовании избиения журналиста Олега Кашина, сообщает «Медиазона». По мнению авторов обращения, следователи могли из корыстных побуждений не предъявить обвинение предполагаемому организатору нападения Александру Горбунову и не стали допрашивать губернатора Псковской области Андрея Турчака, которого Кашин считает заказчиком преступления. В письме уточняется, что подозрения в корыстных мотивах следователей возникли в связи с недавним расследованием ФСБ по делу о коррупции в СК. В конце января Турчак отказался комментировать нападение на журналиста. Олег Кашин был избит в 2010 году. В качестве исполнителей преступления по уголовному делу проходят Данила Веселов, Михаил Кавтаскин и находящийся в розыске Вячеслав Борисов. Предполагаемый организатор нападения – генеральный директор компании «Заслон» Александр Горбунов. Заказчиком покушения сам Кашин называет Андрея Турчака. Причиной совершения преступления, по словам журналиста, была месть за его комментарий в «Живом журнале», который губернатор Псковской области счел оскорбительным. Сам Турчак назвал провокацией сообщения о его возможной причастности к избиению Кашина.

ИЮЛЬ, 30
СМИ Хабаровского края
Еще в 2014 году мы писали, что в Хабаровском крае в условиях нарастающего бюджетного дефицита процветает безудержный пиар власти. С тех пор ситуация только усугубилась. Так считает депутат Госдумы Борис Резник, опубликовавший в газете «АН-Хабаровск» статью «Царство кривых зеркал. Что происходит с прессой в Хабаровском крае». Местные газеты и сайты заполонены снимками ныне действующего губернатора Вячеслава Шпорта. Книги, журналы, буклеты, проспекты – везде его портреты и напутствия. «Сотрудники небольшого медийного агентства, которые профессионально мониторят региональную прессу, по нашей просьбе подсчитали, сколько изображений В.И. Шпорта появилось в хабаровских изданиях, на сайтах за последние полтора года. Оказалось – 586! …Газета «Известия» опубликовала федеральный мониторинг «Упоминаемость губернатора и президента в региональных СМИ». В этом исследовании, проведенном с 1 января 2014 г. по 30 апреля 2015 г., содержатся убийственные цифры, нигде более в стране не повторяемые. За этот период в местной прессе Шпорта упоминали в негативном плане 17 раз, а вот президента Путина … 779 (!) – почти в 46 раз чаще. Восхваляли же губернатора в пятнадцать раз больше, нежели президента». Эта любовь обходится налогоплательщикам в сотни миллионов рублей (при многомиллиардном бюджетном дефиците) и называется «информационной политикой». В чем же заключается эта «политика»? А в том, что газета «Тихоокеанская звезда» (которой, если доживет, через три года будет 100 лет), перестала печатать расследования и аналитические статьи, не замечает негатива в крае. Журналистов стреножили тем, что в три раза подняли арендную плату за скромные помещения в здании краевой типографии, где они находились многие десятилетия. Редакция переехала в типографский цех готовой продукции. Тираж газеты снизился в десять раз. «Молодой дальневосточник», который почти ровесник «Тихоокеанской звезды», в минувшем году, впервые за почти вековую историю, перестал выходить в связи с отсутствием финансирования..Выплату субсидий прекратили намеренно, чтобы сменить кадры. Прежнего главного редактора, опытного журналиста, уволили, газету возглавил бывший председатель Комитета по печати и массовым коммуникациям правительства края Владимир Чернышов, которому пришлось покинуть госслужбу в связи с громким коррупционным скандалом. Новехонькую и дорогущую печатную машину в краевой типографии списали и передали в некую частную фирму. Фирма же сдала машину в аренду краевой типографии. То есть сам-то современный печатный агрегат как был, так и оставался на месте, только деньги от его эксплуатации потекли в карманы дельцов. Они же «пилили» между собой субсидии, выделенные правительством края. При проверке краевая прокуратура обнаружила на счетах Чернышова незадекларированные пятнадцать миллионов рублей туманного происхождения. Губернатору Шпорту направили представление об увольнении предкомитета по печати в связи с нарушением антикоррупционного законодательства. Губернатор, в очередной раз проигнорировав прокурорское предписание, уволил Чернышова «по собственному желанию». Теперь верный и по-прежнему с чистой биографией слуга возглавляет бесплатную газету «Хабаровский край сегодня», которая распространяется в основном по чиновным конторам. Недавно группа депутатов и общественников городской думы Комсомольска-на-Амуре опубликовали в сети открытое письмо, где о карманной газете «Хабаровский край сегодня» говорится так: «Кто видел это порождение чиновничьего чванства, тот, конечно, ужаснулся. Почти на каждой странице – эпизод из «героической» деятельности губернатора»…

ИЮЛЬ, 30
ГТРК «Омск»
РИА «Омскинформ»
«Бизнес-курс»
Агентство «Верхняя Волга»
ИА «Ура. Ру»
«Уралинформбюро»
ИД «Комсомольская правда»
«БИЗНЕС Online»
ВГТРК
Редакции региональных СМИ объединяются для защиты своих прав – не от органов власти, а от блогера Ильи Варламова и его юристов, наладивших сверхприбыльный бизнес на доверии к нему провинциальных журналистов. Началось все с котенка по имени «Омск». Как сообщалось, на виртуальном аукционе, устроенном блогером в октябре прошлого года, он был продан довольно дорого (сумма сделки точно неизвестна, но наверняка она окупила фотосессию: предпоследнее предложение – 185 тыс. рублей). Спустя три месяца бывший владелец «Омска» подал иски на омские СМИ, опубликовавшие «без спроса» фото котенка, хотя с указанием авторства и первоисточника. В число ответчиков попал главный региональный телеканал ГТРК «Омск»: за 6 фотографий, выложенных телевизионщиками на сайте без разрешении автора, суд взыскал в пользу Варламова 280 тыс. рублей, РИА «Омскинформ» за 17 снимков пришлось заплатить 200 тысяч (истец требовал вдвое больше), а 9 фото, заимствованных еженедельником «Бизнес-курс», суд оценил в 90 тыс. руб., снизив сумму, заявленную блогером, втрое. Затем география исков расширилась: юристам Варламова удалось высудить за использование выставленных им в ЖЖ снимков, к примеру, 150 тыс. рублей у агентства «Верхняя Волга» (Ярославль), столько же – у ИА «Ура. ру», 210 тыс. руб. – у ООО «Уралинформбюро», 480 тыс. руб. – у ИД «Комсомольская правда» и т.д. Предъявил иски сметливый блогер десяткам СМИ – от Москвы до самых окраин – в частности, в Санкт-Петербурге, Архангельской, Ярославской, Пензенской, Свердловской, Тверской областях, Хабаровском и Алтайском крае... И российская Фемида, которая в последние годы крайне строго относится к блогерам (присуждает им штрафы, исправительные работы, заключает под стражу, и даже дает реальные сроки лишения свободы, как, к примеру, томичу Вадиму Тюменцеву, осужденному на 5 лет) к Илье Варламову на удивление благосклонна. Независимого публициста такая ситуация, вероятно, вполне устраивает: сообщениями о том, где и за что сажают его коллег, свои аккаунты он не загружает, хотя с учетом его известности, и не только в онлайне (например, вхож он запросто в кабинеты мэров и губернаторов, реагирующих на его посты моментально) его поддержка, может статься, была судебной системой замечена. Победная серия варламовских исков прервалась только раз, – когда он вознамерился взыскать за 6 фотографий 240 тыс. руб. с ВГТРК - Арбитражный суд Москвы, а следом Девятый арбитражный апелляционный суд отклонили его требования, возможно, давая понять, что такие ответчики ему пока – не по чину. В Арбитраженом суде Татарстана недавно началось рассмотрение иска Варламова к независимой газете «БИЗНЕС Online»: с нее требует истец за 50 фотографий (некоторые из них использовались не раз – всего в иске перечислены 58 «нарушений авторских прав») 1,23 млн. рублей. Газета пишет, что этот иск «организован блогером по тому же принципу, что и остальные, поданные им на региональные СМИ: он создает информационный повод - например, приезжает в тот или иной город, делает «острый» фоторепортаж о состоянии его коммунального хозяйства, пресса, естественно, «клюет» и освещает это событие, цитируя фото, сделанные блогером, поскольку именно они и являются сутью новости, а через некоторое время получает иски». Татарстанские журналисты решили «звезду он-лайна» остановить: они создали «общественный комитет» под названием #СтопВарламов (очевидно, по аналогии с движением СтопХам против нарушений ПДД на дорогах), и предлагают присоединиться к нему всем коллегам, пострадавшим от блогера, рассылая письма в разные регионы. На днях послание «БИЗНЕС Online» опубликовал на своем сайте 12 канал (ГТРК «Омск): в нем расписаны далеко идущие планы по пресечению судебного бизнеса Варламова, продолжающего собирать в правовом поле рекордные урожаи денег. Активисты комитета намерены создать специальный сайт – и тем «привлечь внимание общественности к действиям столичного блогера и предостеречь потенциальных жертв от юридических атак его команды». Кроме распространения информации, «антиварламовцы» намерены заняться юриспруденцией – подготовить законопроект для внесения в Госдуму РФ, где бы четко оговаривалось право СМИ на «цитирование произведений, доведенных до публичного сведения, – без согласия автора, но с указанием источника» - тем более, что такие полномочия дает прессе действующий гражданский кодекс (ст. 1274 ГК РФ). «Каждый день журналисты используют сотни текстов, фото- и видеоматериалов из блогов публичных персон – от Дмитрия Медведева до Алексея Навального, Ксении Собчак и Анастасии Волочковой. Ни о каких деньгах при этом речь, разумеется, не идет» - сказано в Обращении. В нем также цитируется решение Арбитражного суда Москвы, признавшего, что «Варламов злоупотреблял правом по защите авторских прав, по сути, провоцируя СМИ на публикацию своих фотографий». Комитет предлагает блогеру разрешить конфликт мирно: отозвать поданные им иски, по которым еще не вынесены судебные решения.

Газета «Крестьянин»
Газета «Город N»
Судья Советского районного суда Ростова-на-Дону Елена Армист не пустила на заседание корреспондентов газет «Крестьянин» и «Город N». «Разве журналисты не имеют права присутствовать на открытых судебных слушаниях?»- спросила её обозреватель «Крестьянина» Анна Колобова. «С разрешения судьи, - ответила Армист, - а я не разрешаю!». В тот день она рассматривала три дела об административном правонарушении предпринимателя, отравляющего вредными выбросами своего химического предприятия жителей микрорайона Ливенцовский. Судья буквально захлопнула дверь перед носом не только корреспондентов, но и местных активистов, много лет сражающихся с экологическим беспределом правонарушителя. Между тем, процесс был открытым, и на нём могли присутствовать все желающие, тем более, что мест в зале заседаний вполне хватило бы для всей публики. Через неделю, когда было назначено второе заседание, судья всё-таки смягчила свою позицию и разрешила войти в зал и журналистам, и активистам инициативной группы, воюющей с вредоносным бизнесом. Лет пятнадцать назад меня тоже не пустили на заседание по самому обыкновенному гражданскому делу в том же самом Советском суде. «Идите за разрешением к председателю», - сказала тогда судья. Ну, а пока я ходила, процесс начался, и судебные приставы в зал уже никого не пускали. С тех пор я хожу на открытые судебные заседания как обычный слушатель. На днях в Октябрьском районном суде Ростова у меня трижды проверили паспорт: сначала приставы на входе, потом секретарь судебного заседания, и, наконец, сама судья. Известно, как судьи не любят, когда на процессе присутствует кто-нибудь ещё, кроме прокурора, подсудимого и его адвокатов. Но закон есть закон – не пустить в зал слушателей в любом статусе судья может только в том случае, если для них не хватит сидячих мест. На громкий процесс по делу о взыскании с отставного судьи областного суда Валерия Будаева суммы ущерба, нанесённого им семье профессора журналистики Южного Федерального университета Владислава Смирнова, могло прийти много представителей СМИ. Судья Будаев, виновник ДТП, в результате которого погиб профессор, попал под амнистию. За этим делом следят журналисты разных изданий и широкая публика, но в бывшем здании райкома партии, где располагается Кировский суд, маленькие залы. Кто же сможет попасть на слушания? «На процесс будут допущены только аккредитованные на нём журналисты. Вашей редакции необходимо выслать факсом на имя председателя суда просьбу об аккредитации», - так ответила на этот вопрос помощник председатель Кировского районного суда Ксения Комлева. А просто слушатели, скорее всего, не будут допущены вовсе. Гласность судебного разбирательства, провозглашенная в самом начале правовых реформ в новой России, до сих пор весьма ограничена. Программа «Электронное правосудие», предполагавшая в том числе и трансляцию судебных заседаний в сети Интернет, так и осталась на бумаге.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни