Результаты мониторинга
28 Июля 2016 года

Результаты мониторинга ФЗГ за июнь 2016 года

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов и блогеров – 6 (Павел Брыкин, журналист телеканала «Россия 1», во Владивостоке; Шамиль Абашилов, бывший главный редактор еженедельника «Молодежь Дагестана», Махачкала; Денис Самсонов, блогер, Санкт-Петербург; Егор Алексеев, блогер, Санкт-Петербург; Ольга Рипачева, журналист портала «КВУ», Ростовская область; Евгений Власов, корреспондент портала «СитиЮг», Ростовская область).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 3 (газета «Знамя», Владимирская область; «Орская газета», Оренбургская область; Мурманские региональные телеканалы).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 3 (газета «Совершенно секретно», Карачаево-Черкесская Республика; Евгений Киселев, независимый журналист, Киев; Владимир Лузгин, блогер, Пермь).

Увольнение редактора, журналиста – 4 (Валерий Яков, главный редактор газеты «Новые Известия», Москва; Наталья Башкирова, главный редактор газеты «Знамя», Владимирская область; Екатерина Барабаш, журналист «Интерфакса», Москва; Игорь Сосновский, главный редактор издания «Орская газета», Оренбургская область).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 7 (Роберт Врублевски и Марчин Вырвал, польские журналисты, в Смоленске; Глеб Напреенко, журналист Colta.ru, в Санкт-Петербурге; Александр Валов, главный редактор сайта «БлогСочи», и съемочная группа телеканала HBO Real Sports, США, в Краснодарском крае; Шамиль Абашилов, бывший главный редактор еженедельника «Молодежь Дагестана», Махачкала; Саида Вагабова, журналист газеты «Черновик», Махачкала; Владимир Кучеренко, независимый журналист, Москва; съемочная группа телеканала «Крым 24», Республика Крым).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 10 на сумму 4 200 000 рублейРассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 6, удовлетворено – 3, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 0 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 45

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 4 (Александр Горный, блогер, Крым; Алексей Тогошиев, директор сайта tUday.ru, Бурятия; Екатерина Захарова, корреспондент портала «Твой Тамбов», Тамбов; Егор Алексеев, блогер, Санкт-Петербург).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 1 (печатная версия газеты «Московская правда», Москва).

Изъятие (скупка, арест) тиража – ().

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 2 (интернет-газета «Фонтанка.ру», 2 раза, Санкт-Петербург).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (видеокамера телеканала ТКТ-TV, Ленинградская область).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 30


ИЮНЬ, 1
Газета «Северные берега»

Президиум Верховного суда Карелии разрешил газете «Северные берега» не опровергать свою статью под заголовком «Законы святы, да законники лихие супостаты», в которой рассказывалось о нарушении прав несовершеннолетнего сотрудником полиции. МВД добивалось, чтобы издание напечатало опровержение нескольких фрагментов текста. В частности, в иске речь шла о такой фразе: «На ум приходит расхожая фраза: закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло. Или еще одна народная мудрость: законы святы, да законники лихие супостаты». Изначально дело рассматривалось в районном суде. Он счел, что публикация не оскорбляет полицейских, однако впоследствии Верховный суд республики обязал журналистов опровергнуть свои утверждения. Газета обжаловала решение в Президиуме Верховного суда Карелии - самой высокой судебной инстанции региона (см. монитор за май 2015 года). Статья «Законы святы, да законники лихие супостаты» вышла в номере газеты «Северные берега» от 23 июля 2015 года.

ИЮНЬ, 1
Издательский дом «Валентин Мануйлов»
В Ленинском районном суде Пензы прошло предварительное заседание по иску АНО «Издательский дом «Валентин Мануйлов» к региональному управлению министерства юстиции, в котором просит суд отменить акт проверки деятельности некоммерческой организации, признанной иностранным агентом. НКО настаивает на том, что получило деньги до того, как фонд «Среда», грант которого выиграл издательский дом, был признан иностранным агентом, то есть закон не имеет обратной силы. Наблюдатели согласны с позицией ИД, но допускают, что суд будет учитывать и государственные интересы. Судья Ленинского районного суда Пензы Юлия Андрианова приняла к рассмотрению исковое заявление АНО «Издательский дом «Валентин Мануйлов» (издает пензенскую общественно-политическую газету «Улица Московская») к областному управлению министерства юстиции. В иске некоммерческая организация просит суд признать незаконным решение минюста о признании издательского дома организацией, выполняющей функции иностранного агента. За три дня до процесса судья Андрей Лидин, который должен был рассматривать исковое заявление издательского дома, взял самоотвод. Журналист «Улицы Московской» Евгений Малышев сообщал на своей странице в FB, что судья Андрей Лидин уже проводил предварительное заседание по этому делу. «Еще тогда у него возникли сомнения: как вообще можно признать получение денег от иностранного агента задним числом? По версии минюста, если НКО получила деньги в апреле, а источник денег признали иностранным агентом в июле, значит и НКО, получившая деньги, является иностранным агентом», - пишет господин Малышев. Автономная некоммерческая организация (АНО) «Издательский дом «Валентин Мануйлов» была включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, 15 апреля этого года. Факт соответствия организации признакам организации, выполняющей функции иноагента, установлен в ходе проведения управлением минюста России по Пензенской области плановой документарной проверки (см. монитор за апрель 2016 года). Причиной включения издательского дома в реестр стало получение в 2015 году гранта в размере 700 тыс. рублей от Фонда поддержки российских СМИ «Среда». Сам фонд «Среда» был ликвидирован 29 июля прошлого года в связи с прекращением финансирования. Через неделю, 6 августа, фонд получил официальное уведомление от минюста России о включении его в реестр некоммерческих организаций, исполняющих функции иностранного агента. В том же году деньги от фонда получили газеты «Псковская губерния» и «Свободный курс», порталы Colta.ru и «Медиазона», телеканалы «Дождь» и «ТВ‑2», журнал «Иностранная литература». «Наша позиция заключается в том, что мы не получали деньги от иностранного агента, фонд «Среда» был признан таковым только через 3,5 месяца после того, как мы получили деньги. То есть выходит, что закон получил обратную силу, - говорит руководитель издательского дома Валентин Мануйлов. - Прозвучавшая на суде позиция минюста заключается в том, что якобы на тот момент уже было известно, что «Среда» получает деньги из иностранного источника, но сведения являлись закрытыми, относящимися к гостайне». Кроме того, ИД настаивает на том, что не занимается политической деятельностью. «Мы занимаемся политическим информированием в рамках Конституции и закона «О СМИ», а это журналистская, а не политическая деятельность», - убежден господин Мануйлов.

ИЮНЬ, 1
Максим Кормелицкий
Бердский городской суд (Новосибирская область) приговорил 21-летнего местного жителя Максима Кормелицкого к 15 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Этот приговор стал очередным достижением «Координационного совета в защиту общественной нравственности», объединяющего активных граждан, называющих себя православными. Именно по их заявлению СУ СКР по Новосибирской области возбудило в отношении молодого человека уголовное дело по ч.1 ст. 282 УК РФ («Действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды по признакам отношения к религии»). Отбывать будет назначенный ему срок Максим Кормелицкий за картинку, размещенную им на своей странице в соцсети, где, как сказано в пресс-релизе следственного ведомства, «изображены люди, купающиеся в проруби», и «в тексте, изложенном на изображении, негативно оценивается группа лиц, относящихся к христианству». Неизвестно, какими словами осужденный ее охарактеризовал - этот текст не процитировали ни суд, ни следствие, так как в нем содержится ненормативная лексика. Сам же юноша сказал в судебном заседании, что он «просто оценил умственное состояние людей, которые жертвуют своим здоровьем ради религии». Никаких призывов к насилию, по его словам, в этой надписи не содержалось. Максим также заявил, что эту картинку он «скопировал из другого сообщества», и не он один – перепостили ее порядка 70 человек. «Считаю странным, что в итоге судят только меня одного из-за того, что православные активисты увидели именно мою страницу». Почему их придирчивый взгляд остановился на ней, активисты сами объяснили интернет-журналу Сиб.фм: «Кормелицкий - член «Парнаса», а значит, здесь ещё и приплетена политика. Таких людей нужно останавливать». На самом деле Максим хоть и относится к сторонникам упомянутой партии, никогда в ней не состоял, как сказал тому же изданию лидер ее новосибирского отделения Егор Савин. Он поддерживает отношения с этим парнем, как и со многими его сверстниками, по личной инициативе – по мнению Савина, это поколение, до которого никому дела нет, рискует стать в нашей стране потерянным. Максим, как и многие ребята его возраста, ищет себя, свою правду, и в этих поисках временами переступает грань «общественной морали» (хотя, кажется, трудно в наше время найти понятие более растяжимое). Впервые Максим Кормелицкий, сообщает сайт «Курьер. Среда Бердск», вступил в конфликт с законодательством три года назад, как организатор митинга против «Русского марша», который проводится, по его убеждению, при негласной поддержке властей. Поскольку мероприятие с ними согласовано не было, его осудили по административной статье. А через год – по уголовной: приговорили его к двум годам ограничения свободы за муляж бомбы, подложенный в здание городского отдела по делам молодежи (записка, прикрепленная к «взрывному устройству», предупреждала: «Нет сотрудничеству с наци! Следующая будет боевая!»). Попутно Максим участвовал и во многих добрых делах. К примеру, как рассказала Сиб.фм активистка местного «Яблока» Светлана Каверзина, помогал ей убирать снег в собачьем приюте в Бердске, организовывал автопробег в защиту животных. Девушка отзывается о нем так: «Он неравнодушный, но очень безбашенный. Хочет растормошить общество, но иногда его заносит». Известный способ борьбы с такими людьми, проверенный исторически - доносительство. Защитники общественной нравственности применять его не стесняются: доносы с требованиями «принятия мер» шлют регулярно – мэру и губернатору, правоохранительным органам по разным поводам (рок-концерты, хээллоуин, Тангейзер, Монстрация, и пр.). Последний был отправлен 30 мая прокурору и градоначальнику – с требованием запретить группе «Ленинград» исполнять некоторые песни, в частности, «В Питере – пить», на предстоящем концерте, который должен пройти в Новосибирске 3 июня с.г. Задело православных за живое, помимо прочего, то, что в ней высмеиваются представители полиции и «формируется негативное отношение к правоохранительным органам». В свое время по доносу был взят под стражу этими органами Иисус Христос, призывавший учеников: «Любите ваших врагов» (Евангелие от Матфея, 5:43-48). Как бы он отнесся к деятельности своих ревностных новосибирских приверженцев, не суть важно: главное, что ее одобряют митрополит Новосибирский и Бердский Тихон и Святейший Патриарх Кирилл. Максим Кормелицкий сказал журналистам, что будет обжаловать приговор в вышестоящей судебной инстанции

ИЮНЬ, 1
«7х7»
Верховный суд Коми отменил наказание в виде штрафа, наложенное на сыктывкарское издание «7×7» за цитирование вопроса из теста «Медузы» о столице республики. В постановлении суда говорится, что в материалах административного дела нет доказательств того, что оштрафованное юридическое лицо – учредитель издания выступает в качестве редакции «7×7», может вмешиваться в деятельность интернет-журнала и является распространителем спорной информации. «Действительно, в структуре «7×7» учредитель и редакция - разные юридические лица, что обеспечивает автономность и независимость редакции. Юристы «7×7» изначально не понимали, почему Роскомнадзор, мировой и городской суды привлекали к ответственности именно учредителя, о чем указывали в своих возражениях», - сказал директор «7×7» Павел Андреев. Поводом для судебного разбирательства стало упоминание в публикациях «7×7» народного названия Вечного огня в городе - «бабы жарят крокодила». Такой вопрос, в частности, фигурировал в тесте «Медузы», который вышел 26 сентября 2015 года. Затем вопрос о народном названии мемориала был задан корреспондентом «7×7» блогеру Илье Варламову, посетившему Сыктывкар. Один из читателей «7×7» усмотрел в публикации народного названия Вечного огня осквернение символа воинской славы и пожаловался в Роскомнадзор. Мировой суд счел претензии обоснованными и наложил на издание штраф в 200 тысяч рублей. Издание подало апелляцию в городской суд Сыктывкара, но проиграло дело (см. монитор за март 2016 года).

ИЮНЬ, 1
Все СМИ
В ходе слушания иска бизнесмена Евгения Пригожина к компании «Яндекс» о применении закона о «праве на забвения», судья Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга удалила часть прессы из зала суда. «Судья Мария Васильева выгнала из зала часть прессы», - сообщил журналист MR7. Также отмечается, что журналистам запретили проводить фотосъемку. Сообщается, что представитель «Яндекса» на слушание не явился. Юрист Пригожина Сергей Бобровский попросил закрыть заседание от прессы. Напомним, ранее стало известно, что миллиардер Евгений Пригожин, известный как «кремлевский повар», решил воспользоваться «правом на забвение» в интернете. Он подал в Куйбышевский районный суд Петербурга 15 исков с требованием удалить из поисковой системы «Яндекс» информацию о себе.

ИЮНЬ, 2
Телепрограмма «Магаззино»
На Птичьем рынке в Челябинске чуть не избили ведущего программы «Магаззино» Александра Молочко. В Челябинске появилась съемочная группа программы «Магаззино». Ее ведущий Александр Молочко решил проинспектировать челябинский Птичий рынок, но все пошло не совсем гладко - в итоге телеведущему порвали халат и чуть не избили. Продавцы не ожидали увидеть у своих прилавков «телепроверку» из Москвы - на рынке выключили свет и закрыли все двери. Как рассказывают очевидцы в социальных сетях, если бы не прибывшая вовремя полиция, дело могло закончиться очень серьезной дракой.

ИЮНЬ, 2
Все СМИ
Президиум Верховного суда утвердил обзор судебной практики по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Подтверждено, что общество и его представители вправе критиковать депутатов, чиновников и прочих публичных персон. Статистика же показывает, что оказался прав лишь один из трех должностных лиц, обратившихся с иском на нелицеприятные высказывания, в том числе и в СМИ. По данным судебного департамента, за прошлый год судами было рассмотрено почти 4 тыс. исков о защите чести и достоинства. Однако только меньшая их часть – 1470 – была в той или иной мере удовлетворена. В целом же из года в год общее количество рассматриваемых дел этой категории стабильно – примерно 5 тыс. в судах общей юрисдикции и 800 – в арбитражных судах. Президиум ВС утвердил такой документ, в котором говорится, что критика деятельности публичных лиц допустима в более широких пределах, чем это можно по отношению к обычным гражданам. А также еще раз подтвердил, что оценочные суждения, то есть мнения людей, не могут стать поводом для обращения в суд, поскольку подразумевают под собой ту самую «свободу слова», которая гарантируется Конституцией и многочисленными международными соглашениями. «Оценочные суждения, мнения, убеждения не являются предметом судебной защиты, если только они не носят оскорбительного характера», – говорится в обзоре. Другое дело, что перед судами встает задача отделить от них утверждения о фактах, которые могут быть предметом исков. Ведомство Вячеслава Лебедева еще раз напомнило всем судам страны правило, применяемое в таких процессах. «Решение об удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации выносится судом в случае установления совокупности трех условий: сведения должны носить порочащий характер, быть распространены и не соответствовать действительности», – подчеркнул ВС. В обзоре судебной практики отмечается, что доказательства по первым двум позициям – это обязанность истца, а вот убедить суд в достоверности тех или иных сведений должен уже ответчик. Сегодня в судах много исков о защите чести и достоинства, которые подают губернаторы, мэры, депутаты и различные медийные персоны. Не отстают от них и юридические лица. Последние судятся друг с другом и со СМИ, а вот должностные лица в основном недовольны журналистами и блогерами. Впрочем, СМИ привлекаются в четыре раза реже, чем граждане или юрлица. Однако суды нередко используются как инструмент давления на СМИ. Например, в исках выставляются огромные суммы для компенсации морального вреда, выплата которых может привести к закрытию редакции. ВС напомнил, что теперь юрлицо с таким требованием выходить не может, у него есть право на возмещение убытков репутации. В обзоре указано, что ответчикам – в том числе и журналистам – не нужно подтверждать в суде правдивость каждого отдельно взятого слова или фразы в оспариваемом высказывании. Необходимо лишь «доказать соответствие действительности оспариваемых высказываний с учетом буквального значения слов в тексте сообщения», а вот суду надо будет решить, какое из утверждений является ключевым.

ИЮНЬ, 3
РБК
Музыкальный продюсер Владимир Киселев подал иск о защите чести и достоинства против миноритарного акционера «Русской медиагруппы» (РМГ) Сергея Кожевникова и медиахолдинга РБК. Иск подан в Хорошевский суд Москвы, сообщает RNS. «В рамках досудебной подготовки назначена вторая беседа, 4 июля», – сообщил представитель суда. Он не уточнил, почему было назначено второе предварительное заседание суда. Иск был подан 3 июня, следует из картотеки дел. 23 июня прошла досудебная подготовка – беседа. «Наши юристы получили материалы по делу и в данный момент их изучают», – сообщил пресс-секретарь РБК Егор Тимофеев, отказавшись от дальнейших комментариев. Сергей Кожевников рассказал, что представитель истца на досудебную подготовку не явился. По словам ответчика, претензии Киселева касаются высказываний Кожевникова, сделанных в прошлом году. Сергей Кожевников был уволен с поста гендиректора РМГ после того, как выразил несогласие с продажей доли ИФД «Капиталъ» медиахолдинга компании «Госконцерт». Будучи миноритарным акционером, Кожевников также выступил против схемы, по которой «Русская медиагруппа» (РМГ) будет выплачивать кредит в 3,5 млрд рублей и проценты по нему после покупки медиахолдинга структурами, близкими к Кисе

ИЮНЬ, 3
Газета «Санкэй симбун»
Министерство иностранных дел РФ отправило в московское бюро японской газеты «Санкэй симбун» письмо, в котором содержится рекомендация не давать интервью журналистам этого издания. Редакция предполагает, что этот документ предназначался российским государственным органам. В письме говорится о критической позиции «Санкэй симбун» в отношении России. МИД РФ обвинил газету в искажении фактов и их подаче в негативном ключе. Редакция «Санкэй симбун» назвала клеветой обвинение в искажении фактов и выразила обеспокоенность по поводу того, что «министерство иностранных дел, ответственное за внешнюю политику такой великой державы, как Россия», допустило элементарную ошибку, отправив официальный документ по неверному адресу. «Санкэй симбун» - одна из крупнейших ежедневных газет Японии. Редакция издания традиционно занимает консервативную позицию.

ИЮНЬ, 3
Роман Захаров
Анна Лебедева
Sobesednik.ru рассказал, как на самом деле ОНФ «поддерживает» независимых журналистов в регионах РФ: «Вот угораздило же меня принять участие в конкурсе Фонда поддержки независимых СМИ Общероссийского народного фронта «Правда и справедливость»... ОНФ всячески поддерживает свою репутацию как честных ребят. Кроме того, размер премии впечатлил – 300 тыс. рублей. Ну и наконец, всю жизнь я пишу на правозащитные темы. Вот и подала заявку. И хорошо сделала, а то страна так бы и не узнала, что у этого конкурса даже жюри нет, а члены общественного совета фонда – десять главредов крупных СМИ. Все люди занятые – едва ли можно заподозрить их в честном прочтении 3500 работ от 800 участников. «Так кто же работы конкурсантов оценивал?» – обратилась я в фонд. Два месяца уже жду ответа. Не ответили они и корреспонденту Фонда защиты гласности из Петербурга Роману Захарову на его официальный запрос об источниках финансирования премии. Зато список победителей удивил. На сайте фонда, где он был вывешен, нет даже названий СМИ финалистов. Интернет в помощь, но результаты поисков несколько обескуражили: из 300 победителей 46 получили премию повторно (а конкурсов всего два и было). «Попасть второй год подряд в число лауреатов оказалось вдвойне приятно», – написал на своей страничке в фейсбуке дважды лауреат – блоггер из Тюмени Виктор Нестерук (по данным «Собеседника», он работает в агентстве ТюменьPRO и по счастливому совпадению является экспертом тюменского отделения ОНФ). Хотя бесспорные лидеры среди победителей – 11 корреспондентов федеральных и региональных информагентств. В нашем донском околотке дважды отличились юные журналистки очень «независимых» федеральных телеканалов – ГТРК и ТНТ. Проигравшим коллегам (в конкурсе участвовали 46 ростовских журналистов), конечно, хотелось познакомиться с работами победителей, но увы... – Ничего я вам не покажу! – заявила мне Елена Маркелова с «Дон-ТР» (это филиал ГТРК). – Обращайтесь к организаторам! К слову, Елена после окончания журфака работает второй год и второй же раз премию получает. Интересно также и то, что «Дон-ТР» только хвалит власть за ее же деньги – областное правительство в этом году выделило телекомпании 47 млн на свой пиар. ...Самое забавное, что главной темой конкурса была провозглашена борьба с коррупцией во всех ее проявлениях».

ИЮНЬ, 3
Александр Валов
Съемочная группа телеканала HBO Real Sports
В Сочи (Краснодарский край) арестован журналист, сопровождавший группу американских коллег, задержанных неподалеку от российско-абхазской границы. Главный редактор сайта «БлогСочи» Александр Валов помещен под стражу на пять суток за организацию публичного мероприятия в приграничной зоне, сообщил в «Твиттере» член НКО «Международная агора» Александр Попков. Задержанный вместе со съемочной группой переводчик Дмитрий Салтыковский был оштрафован на 1 тысячу рублей и отпущен на свободу. Попков подтвердил, что иностранцы были сотрудниками канала HBO Real Sports. Их отпустили через несколько часов после задержания. Американцам, по данным ТАСС, разъяснили правила соблюдения пограничного режима. Он действует в зоне 5 км от границы с Грузией в Адлерском районе Сочи. Доступ туда иностранцев ограничен. По данным СМИ, журналисты снимали сюжет о пустующих коттеджах, построенных к Олимпиаде 2014 года. Сотрудники ФСБ задерживали журналистов американского телеканала с нарушениями, заявил адвокат Александр Попков. По его словам, мужчины отказались «представиться, предъявить свои удостоверения и четко обозначить причину своих претензий и требований к группе граждан, которая ничего противоправного не совершала». Юрист также считает неправомерным арест главного редактора сайта «БлогСочи» Александра Валова, который сопровождал съемочную группу американского телеканала. «Что касается Валова, то вмененная ему статья вообще мне не ясна, так как я не знаю, какое собрание и с кем он мог проводить в поселке», - цитирует адвоката «Кавказский узел». Суд в Адлере назначил Александру Валову пять суток ареста. Валов, Салтыковский и тележурналисты из США были 3 июня задержаны на территории сочинского поселка Веселое - Псоу, где 2 июня были проданы 11 домов из фонда олимпийского наследия. Задержанных доставили в здание ФСБ. Силовики утверждали, что задержанные нарушили пограничный режим. Вечером 3 июня американские журналисты были отпущены.

ИЮНЬ, 3
Портал «Болхов.ру»
В Орловской области 3 июня глава городского совета Болхова запретил местным независимым журналистам из информационный портал «Болхов.ру» вести видеосъемку депутатской сессии. Не ожидав визита корреспондентов, мэр Болхова Александр Игнатов еще до начала мероприятия попросил не вести съемку сессии. Глава города мотивировал это тем, что депутаты пришли «без костюмов», не ожидали видеозаписи и не смогут спокойно обсуждать вопросы. Когда журналист Алексей Карпов отказался уйти, ссылаясь на федеральный закон о СМИ, мэр уже во время сессии потребовал журналистов прекратить съемку на основании регламента сессии горсовета, по которому деятельность выборного органа могут освещать лишь специально приглашенные СМИ. «Приехали мы раньше всех, и пошли обустраиваться в зал заседаний. Естественно, наше появление не прошло незамеченным, и на этапе раскладки штатива в зал ворвался мэр и с порога попросил съемку не проводить, мол, мы не предупредили, никто не готов, все без костюмов, да и вопросы… в общем запрещаю. Ладно, думаем, запишем аудио (на видеокамеру с закрытым объективом), опубликуем статью, но не суждено было записать даже аудиофайл. Александр Вячеславович зачитал всем присутствующим пункт 5.34 из регламента: «Информационные сообщения о работе Совета и выступлениях депутатов публикуются в печати, а так же передаются по радио, телевидению, фото- видеосъемка, аудио- видеозапись осуществляются приглашенными на заседание горсовета представителями прессы». И далее заявил: «Поэтому ваше представление о том, что имеете право – захотели, пришли снимать, снимаем – оно ничем не обосновано». На вопрос – кто конкретно нас должен пригласить, нам ответа так и не дали, даже решили поставить вопрос на голосование: быть или не быть, но депутаты молчали. Увидев камеру на штативе с закрытым объективом, мэр спросил: «Пишет?» Я ответил – «Да, только аудио, для себя, видео нет». «Уберите, говорю, или вы сейчас вообще уйдете из зала!» - приказал нам «хозяин города», - сообщает портал «Болхов.ру».

ИЮНЬ, 3
Роберт Врублевски
Марчин Вырвал
По сообщению издания «Реадовка.ру», в конце мая в Смоленске сотрудники регионального управления Федеральной миграционной службы (ныне уже перешедшего в подчинение МВД, вместе с наркополицией) задержали двоих граждан Польши: Роберта Врублевски и Марчина Вырвала. Оба они фактически осуществляли журналистскую деятельность без соответствующей аккредитации при министерстве иностранных дел России, хотя в их визах были указаны цели планируемой деятельности на территории нашей страны: «пресса/тех» (для оператора, коим выступил Роберт) и «пресса/кор» (для журналиста Марчина). Будучи на Смоленщине, двое поляков, прибыв на машине из Москвы и остановившись в одной из гостиниц, посетили место крушения президентского борта №1 в апреле 2010-го и мемориал «Катынь», где проводили фото- и видеосъемку, а также общались с местными общественниками по теме отношений между странами. В итоге их деятельность привлекла внимание полицейских и сотрудников УФМС, составивших рапорты в отношении нелегальных журналистов. Один из наших собеседников уточнил: опрошенные граждане Польши пояснили, что обращались за помощью в съемках и с вопросами об аккредитации в консульское агентство республики в Смоленмке. И руководитель агентства Михал Гречило якобы не проинформировал соотечественников о строгой необходимости получить разрешение МИД РФ.

ИЮНЬ, 4
Алексей Тогошиев
В Бурятии журналисту угрожали физической расправой. Речь идёт о директоре сайта tUday.ru АлексееТогошиеве. Коллеги-журналисты из других СМИ передали в редакцию издания подтверждённую информацию, что депутат-коммунист Фёдор Бураев через социальные сети в течение всего вечера навязчиво писал им личные сообщения, в которых обещал «уничтожить» сайт. «Особо отметим способы, которыми воспользовался или намерен воспользоваться депутат для того, чтобы «прикончить» издание: «заявление» в спецслужбы на tUday.ru, «заказ» интернет-троллям и физическая расправа над директором, которого «братва на части разберёт», – пишет издание. – Это не полный перечень высказываний депутата Бураева, имеющихся в редакции. По предположению tUday.ru, поводом для этих заявлений могла послужить публикация об оскорблениях со стороны Фёдора Бураева в адрес республиканских чиновников. Анонимные комментарии автор оставил на одном из республиканских сайтов. В ходе проверки МВД выяснилось, что они были отправлены с домашнего компьютера Бураева. Его вычислили по IP-адресу. Сам народный избранник в интервью infpol.ru тогда назвал эту информацию «уткой»: «Не берусь утверждать, но, скорее всего, это заказ со стороны моих оппонентов. Откуда появилась информация в СМИ, я не знаю. Никаких вызовов в МВД не было», – заявил он и подчеркнул, что никаких действий предпринимать не намерен. Интересно, что сообщения с угрозами в адрес директора сайта получали девушки-журналисты. Это, скорее всего, пьяный субботний бред и способ «покрасоваться» перед девушками. Но так как идут прямые угрозы физической расправы, я посчитал, что это должно быть обнародовано. Посоветовал бы депутату Бураеву на этот раз воздержаться от высказываний в стиле «tUday.ru всё врёт», иначе мы опубликуем полные версии его слов, а также остальные имеющиеся в нашем распоряжении материалы. Оставляю за собой право обратиться в правоохранительные органы с заявлением об угрозах», – прокомментировал ситуацию директор tUday.ru Алексей Тогошиев.

ИЮНЬ, 4
Съемочная группа «Ревизорро»
В Салехардском городском суде (Ямало-Ненецкий автономный округ) оглашен приговор по делу о нападении на съемочную группу «Ревизорро». Чуть меньше года назад, 8 августа 2015 года, во время съемок в кафе «Виктория» сотрудники заведения «недружелюбно» встретили съемочную группу программы «Ревизорро». Конфликт начался, когда Елена Летучая попыталась пробраться на кухню. В ходе драки досталось операторам съемочной группы, а один из операторов Валентин Герасимов даже попал в больницу с диагнозом закрытая черепно-мозговая травма. Пострадала съемочная аппаратура. Ведущая программы Елена Летучая отделалась «нервным срывом» и прошла реабилитацию в одной из клиник Москвы. Скандал получился громкий. Следственный отдел по г. Салехард СУ СК РФ возбудил уголовное дело по статье ч. 3 ст.144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов соединенное с насилием») – см. монитор за август 2015 года. Следствие установило, что владелица кафе Эльвира Арндт и двое ее сотрудников виновны в том, что «принуждали» журналистов «к отказу от распространения информации, полученной в рамках своей профессиональной деятельности». Суд согласился с доводами обвинения и осудил управляющего кафе «Виктория» Нарзиева на 2 года лишения свободы условно, владелицу кафе Эльвиру Арндт и сотрудника заведения Ашурова на соответственно 1,5 года и 6 месяцев лишения свободы условно.

ИЮНЬ, 5
Съемочная группа телеканала HBO Real Sports
История с задержанием американских корреспондентов в Сочи не закончилась, а получила новое продолжение. На этот раз сотрудники ФСБ воспрепятствовали беседе съемочной группы телеканала NBO с одним из местных жителей, Мардиросом Демерчяном. Его история получила широкую огласку в 2013 году, когда он работал на строительстве олимпийский объектов. В июне 2013 года Мардирос обнародовал факты злоупотреблений и коррупции на строительстве Олимпийских объектов, после чего его доставили в местное отделение полиции по обвинению в краже стройматериалов и жестоко избили. Затем, когда Мардирос подал жалобу на действия полиции, против него возбудили уголовное дело о заведомо ложном доносе на сотрудников полиции, которое завершилось обвинительным приговором. Однако следствием были допущены нарушения, и краевой суд отменил приговор. После этого против Мардироса вновь возбудили еще одно уголовное дело по тому же основанию. Американские журналисты договорились о встрече с Демерчаном у него дома, однако на улице к ним вновь подошли люди в штатском, представились сотрудниками ФСБ и вновь обвинили американцев в том, что те находятся в приграничной зоне без пропусков. Американцы были вынуждены уехать, чтобы избежать повторного задержания. По словам адвоката Александра Бойченко, который обеспечивал юридическую поддержку журналистов, действия сотрудников ФСБ заведомо неправомерны, так как на территории, где живет Демерчан, нет ни пограничного поста, ни специальных знаков, которыми в обязательном порядке снабжаются все зоны с особым пропускным режимом.

ИЮНЬ, 5
Глеб Напреенко
Ночью 5 июня в Санкт-Петербурге были задержаны полицией московский искусствовед, журналист Colta.ru Глеб Напреенко, филолог Григорий Галкин, также несколько их знакомых. Как сообщает «Мой район» со ссылкой на заявление друзей Напреенко, журналист был доставлен в 28-е отделение полиции на Марата, 79. Сообщается, что полиция приехала ночью «по звонку соседей и в грубой форме, не представившись», попыталась проникнуть в квартиру. Молодых людей в результате задержали и доставили в отделение полиции, отобрав при этом телефоны. Как сообщает издание, в понедельник, 6 июня, задержанных повезут в Куйбышевский районный суд. Известно также, что им инкриминируют неповиновение законному требованию сотрудника полиции.

ИЮНЬ, 5
Александр Горный
Крымский блогер Александр Горный рассказал о происходящем в Крыму. «Происходят сейчас страшные вещи, которые я не мог представить себе ещё недавно… Я писал о том, как мы отстаиваем жемчужины Крыма – Тихую бухту, Лисью бухту и Атлеш от планов министерства экологии. Пост набрал сотни тысяч просмотров! Поднялась мощная волна протеста общественности. Я написал открытое письмо Сергею Аксенову, которое поддержали тысячи людей, которые ждут объективного расследования ситуации», - пишет крымчанин. «Путин, мы теряем самый важный ресурс - доверие людей, доверие крымчан, которые верили, что с возвращением в Россию удастся победить то беззаконие, которое было. Но нет. Мы видим теперь чудеса и беззаконие иного порядка... В мой адрес постоянно раздаются угрозы, и пошла мощнейшая волна дискредитации. Я написал заявления в прокуратуру, МВД, ФСБ по конкретным фактам, но где реакции? Или они могут только мирных граждан гонять и крутить руки?» - вопрошает крымчанин.

ИЮНЬ, 7
Павел Брыкин
Во Владивостоке избили сотрудника телеканала «Россия 1» Павла Брыкина. Журналист находился на съемках сюжета для программы «Дежурная часть». В столице Приморского края Павел Брыкин собирал материал о деятельности мэра города Игоря Пушкарева, который находится под арестом по делу о коммерческом подкупе и злоупотреблениях полномочиями. «Нападение на корреспондента программы «Честный детектив» Павла Брыкина называют беспрецедентным. Ведь оно произошло прямо у входа в здание областного управления ФСБ России. Туда на допрос вызвали брата мэра Владивостока Андрея Пушкарева. Он в медицинской маске - говорит, что получил ранение во время взрыва фейерверка. Уже после следственных действий Павел попытался поговорить с Андреем Пушкаревым, но реакция его охраны оказалась неадекватной», - говорится в сообщении компании. По словам самого Брыкина, двое мужчин набросились на него, когда журналист направил на брата мэра камеру с объективом, но не успел ее включить. «Они пытались повалить меня на землю, я потерял равновесие, пытались выхватить у меня камеру, говорили, что не нужно мне ничего снимать, что они со мной обязательно разберутся», - пояснил корреспондент. Сам момент нападения в объектив видеокамеры не попал. Журналисту удалось снять лишь, как двое нападавших удаляются с места инцидента. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов»). На следующий день сотрудники правоохранительных органов задержали двоих подозреваемых в избиении Павла Брыкина, сообщило следственное управление СК России по региону. «После проведения процедуры опознания и других следственных действий будет решен вопрос об их процессуальном статусе», - говорится в сообщении. Имена подозреваемых и иные подробности пока не раскрываются. Позднее подозреваемые были помещены судом под домашний арест. По версии следствия, И. Пушкарев организовывал для принадлежащего администрации предприятия «Дороги Владивостока» контракты с компаниями, которые возглавляли его родственники. Ущерб, нанесенный муниципальному предприятию, следователи оценили в 160 млн рублей.

ИЮНЬ, 7
Алексей Фролов
Дмитрий Любимов
Главный редактор рязанского бюро «Новой газеты» Алексей Фролов пожаловался в прокуратуру на депутатов Рязанской городской Думы, которые решили закрыть от прессы заседания комитетов. Он попросил проверить законность решения о проведении заседаний рабочих органов гордумы в закрытом режиме и привлечь виновных к уголовной ответственности за нарушение статьи 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). Рязанских журналистов не пустили на встречу комитета по муниципальной собственности, в прессе предположили, что запрет связан со скандальным вопросом о концессии рязанского «Водоканала». Похожая история произошла и с журналистом «7x7» в Йошкар-Оле Дмитрием Любимовым: ему отказали в присутствии на внеочередной сессии Собрания депутатов города. Речь на сессии шла об изменениях в городском бюджете и о торгах на земельные участки. Дмитрия Любимова не пустили в зал, поскольку он «не был в списке приглашенных».

ИЮНЬ, 7
Заур Королев
Шацкий районный суд Рязанской области оштрафовал жителя села Путятино Заура Королева на 2 тысячи рублей, признав его виновным по ст. 20.3 КоАП. По словам самого Королева, претензии правоохранительных органов вызвали публикации на его странице в соцсети «ВКонтакте». В частности, ему вменили размещение картинки со свастикой на одной чаше весов и серпом и молотом на другой, а также изображения скрепленных вместе свастики и серпа и молота. Кроме того, публичным демонстрированием символики суд счел публикацию в соцсети коллажа с Владимиром Путиным в нацистской форме, который был сопровожден высказываниями Вячеслава Володина о президенте и Рудольфа Гесса о Гитлере. Эксперты Центра «Сова» полагают, что публикация таких изображений не может быть истолкована как осуществленная в целях пропаганды нацистской идеологии, и поэтому преследование Королева неправомерно. Однако нынешнее российское антиэкстремистское законодательство карает за любое демонстрирование нацистской символики без учета контекста.

ИЮНЬ, 7
Газета «Шын»
Правительственная газета «Шын» Республика Тува) на 8-й странице опубликовала свои извинения Владимиру Орус-оолу. Коллектив редакции публично извинялся перед известным политическим и общественным деятелем не по собственной воле и убеждениям, а по принуждению суда. «Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РТ от 29 марта 2016 года признаны несоответствующими действительности сведения, указанные в статье «Кымнар кандидаттар болганыл?» в газете «Шын» №105 (185232) от 21.08.2014 года. Во время проведения избирательной кампании по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики 2-го созыва в 2014-м году на В. Орус-оола со всех информационных ресурсов, к которым причастны правительственные структуры, полилась грязь и откровенная клевета в отношении политика. Примечательно, что большинство населения республики эту ложь и клевету распознало сразу и объяснило такое поведение представителей исполнительной власти трусостью. И, действительно, ничем иным объяснить такое поведение невозможно, ведь сам Владимир Орус-оол призывал оппонентов к честной и открытой борьбе, но его предпочли в правительственных газетах «Шын» и «Тувинская правда» называть «осуждённым» по тяжким уголовным статьям, приписывать на его счёт несуществующие преступления и тем самым запугивать избирателей. Орус-оол обратился в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации, так как его сторонники посчитали, что такое пятно ложится и на их репутацию, и потребовали от него обратиться в суд.

ИЮНЬ, 7
Тимур Куашев
Уголовное дело об убийстве журналиста Кабардино-Балкарии Тимура Куашева закрыто. Следователи считают, что Тимура Куашева никто не убивал. Отсутствует состав преступления – именно так аргументировали закрытие дела об убийстве кабардино-балкарского журналиста Тимура Куашева. Следствию кажется более правдоподобной версия, что молодой человек умер от острой коронарной недостаточности. Но семья, близкие друзья и адвокат Заур Шомахов уверены, что все не так просто. Известно, что все материалы дела находятся в прокуратуре Кабардино-Балкарии для проверки решения следователя. Адвокат семьи Куашева намерен продолжить свою работу и найти достойные основания для обжалования постановления о прекращении уголовного дела. Ведь, как утверждает Шомахов, решение было принято только на основании данных экспертизы, которая показала, что в организме журналиста не оказалось ни ядовитых, ни отравляющих веществ. Родители Куашева уверены: следователи просто не хотят расследовать убийство их сына, вот, и пытаются избавиться от «висяка». Адвокат же заявляет, что в случае, если дело останется закрытым, последний шанс обнаружить убийцу молодого человека бесследно исчезнет, сообщает «Кавполит». Знакомый Тимура Куашева - правозащитник Валерий Хатажуков - также ставит решение следователей под знак вопроса. Следствию стоило принять во внимание не только периодические звонки с угрозами, которые поступали к журналисту, но и сам факт того, что Куашева обнаружили в 20 километрах от дома, в то время, как одет он был в домашнюю одежду, напоминает он. Напомним, что Тимур Куашев скончался в 2014 году, и лишь в декабре 2015 года эксперты назвали причиной смерти острую коронарную недостаточность. Хотя отравляющих веществ обнаружено не было, на теле журналиста был найден след от инъекции в подмышечной области. Когда судебно-медицинская экспертиза в Кабардино-Балкарии не дала результатов, повторная экспертиза была проведена уже в Москве (см. монитор за август, сентябрь 2014 года, декабрь 2015 года).

ИЮНЬ, 8
«Российская газета»
«СуперОмск»
«Бизнес-курс»
«Новый Омск»
«Коммерческие вести»
В Омске начали выносить приговор отстраненному первому вице-губернатору Юрию Гамбургу. Он провел в СИЗО два года по обвинению в земельных махинациях, продаже 25 земельных участков по заниженной стоимости. Около 9 часов 55 минут родственников и журналистов начали запускать в зал суда, и на входе образовалась огромная пробка. В десять секретарь суда сообщила, что мест нет. Войти удалось только операторам и фотокорреспондентам. Прочие журналисты остались стоять под дверью. «Такое ощущение, что прессу не пускают намеренно. Представители изданий «Российская газета», «СуперОмск», «Бизнес-курс», «Новый Омск», «Коммерческие вести» остаются в коридоре», – пишет корреспондент с места событий. Вскоре выяснилось, что в зал суда запустили юристов-практикантов, из-за этого пресса осталась под дверью.

ИЮНЬ, 8
Газета «Якутск вечерний»
Телеканал ТВ-2
Газета «Челябинский рабочий»
Издательский холдинг «Алтапресс»
Газета «Мой район»
Несколько российских независимых региональных изданий с 8 июня объявили о начале акции против телеканала НТВ. Как пишет «Новая газета», газеты будут публиковать в разделе телепрограмм напротив логотипа телеканала НТВ предупреждение: «Будьте осторожны! Под видом журналистских материалов на канале НТВ вы можете получить искаженную информацию или пропаганду». Акция стала ответом медиасообщества на выход фильма на телеканале НТВ «Должники Госдепа», в котором утверждалось, что газета «Якутск вечерний» получала средства из иностранных источников, связанных с Государственным департаментом США. Также в фильме упоминались томский телеканал ТВ-2, газета «Челябинский рабочий», издательский холдинг «Алтапресс» и газета «Мой район». Общественная коллегия по жалобам на прессу назвала фильм НТВ «ложным доносом». Как отмечают члены Альянса независимых региональных изданий (АНРИ), телеканал никак не отреагировал на жалобу коллегии. Тогда по инициативе главного редактора газеты «Городские вести» из Свердловской области Валерия Безпятых принято решение о проведении коллективной акции. По словам Безпятых, к акции могут присоединиться до ста изданий. Большинство из них входит в АНРИ. Как отмечается на сайте Альянса, текст предупреждения одобрили юристы всероссийского Центра защиты прав СМИ, которые признали его юридически корректным, не несущим в себе риска судебного преследования.

ИЮНЬ, 8
Газета «Московская правда»
Газета «Московская правда» прекращает выпуск печатной версии газеты из-за экономических проблем, сообщил «Интерфаксу» главный редактор издания Шод Муладжанов. «Я хочу сказать, что принято решение руководством редакции, и оно было озвучено на собрании акционеров, что с 1 июля мы прекращаем регулярный выпуск бумажной версии газеты и полностью сосредотачиваемся на выпуске ее в электронной форме», - сказал Муладжанов. Он пояснил, что решение вызвано экономическими сложностями издания. «Мы видим, что в последнее время доходы от реализации печатной версии и расходы на ее содержание расходились. Минус нарастал. Сейчас мы поняли, что не можем допустить ситуации банкротства или внезапно останавливать выпуск, поэтому решили перейти на электронную форму», - отметил Муладжанов. Он подчеркнул, что в этом решении нет никакой политической подоплеки. «Наши отношения с властью как были, так и остаются партнерскими, как мы их критиковали, так и продолжим критиковать», - заявил главред. Он также отметил, что подавляющее большинство журналистов останется в редакции и будет в дальнейшем выпускать электронную версию газеты. «Тотального сокращения или вывода из штата у нас не будет. Возможно, какое-то количество перейдет на внештатную работу. Но у нас есть и другие проекты, которыми могут заняться журналисты. У нас со многими журналистами индивидуальные отношения, и в каждом случае будет приниматься соответствующее решение: кто-то, может быть, поменяет должность, кто-то перейдет в другой проект», - пояснил Муладжанов. Он добавил, что формат газеты несколько изменится, редакция «постарается сделать интересную московскую городскую газету».

ИЮНЬ, 8
Шамиль Абашилов
Бывший главный редактор республиканского еженедельника «Молодежь Дагестана» Шамиль Абашилов сообщил, что был избит полицейскими в Дагестане. Сам потерпевший рассказал на пресс-конференции в Союзе журналистов Дагестана, что инцидент произошел 12 мая на улице Тимирязева в Махачкале. «Меня с двумя товарищами на машине остановили сотрудники патрульно-постовой службы полиции. Они начали проверять документы. Я предоставил удостоверение журналиста и, предупредив старшего наряда, начал снимать все происходящее на телефон. Однако один из полицейских в оскорбительной форме потребовал выйти из машины и прекратить видеосъемку», - рассказал Абашилов. «Когда я вышел из машины, один из них выхватил у меня телефон, второй брызнул в меня спецсредством «черемуха». После этого двое начали валить меня на землю. После того, как я оказался на земле, начали бить», - сообщил журналист. По его словам, затем его доставили в отдел полиции, где составили протокол за мелкое хулиганство. «27 мая судья Ленинского районного суда Махачкалы постановил производство по данному делу прекратить за отсутствием состава правонарушения, потому что с моей стороны никакого нарушения закона не было», - отметил Абашилов. Копия постановления суда имеется в распоряжении ТАСС. «Но есть нарушения со стороны сотрудников полиции, которые причинили мне вред. И в заключении судмедэксперта об этом сказано», - сообщил Абашилов. В распоряжении ТАСС также имеется заключение эксперта Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы, в котором говорится, что у Шамиля Абашилова установлены сотрясение головного мозга и ушиб мягких тканей головы. Как сообщили ТАСС в пресс-службе МВД по Дагестану и в СКР по республике, обстоятельства данного происшествия выясняются. Шамиль Абашилов с 2007 по 2013 год был главным редактором республиканской общественно-политической газеты «Молодежь Дагестана», в настоящее время не работает.

ИЮНЬ, 9
Валерий Яков
Главный редактор «Новых Известий» Валерий Яков покинул издание. Об этом сообщается в его колонке, опубликованной на сайте газеты. По словам Якова, у новых собственников свои виды и планы в отношении издания. «Наверное, это их право - решать, с кем и как работать дальше. Обсуждать это решение мне сегодня не хочется. Может быть, как-нибудь потом я еще вернусь к этой увлекательной истории борьбы за выживание», - пояснил он. По данным Агентства городских новостей «Москва», на пост главреда назначен генеральный директор «Новых Известий» Дмитрий Грызунов. В мае газета приостановила выпуск печатной версии из-за экономических трудностей. Отмечалось, что финансовое положение газеты ухудшилось из-за «искусственно созданной рядом партнеров ситуации». «Новые Известия» - общественно-политическое издание, выходило тиражом 54 тысячи экземпляров. Оно создано в 1997 году частью коллектива газеты «Известия», которая покинула издание вместе с Игорем Голембиовским, который был ее главредом с 1991 года. Валерий Яков пришел в «Новые известия» 19 лет назад. Редакцию газеты он с перерывами возглавлял с 2003 года.

ИЮНЬ, 9
Сергей Крюков
Ульяновский публицист Сергей Крюков получил политическое убежище на Украине. Против Крюкова в России было возбуждено пять уголовных дел за публикации в личном блоге. Как пишет ОВД-Инфо, Крюкову вменили часть 1 статьи 205.2 УК РФ («Публичное оправдание терроризма»), часть 1 статьи 280 УК РФ («Публичные призывы к экстремизму») и часть 1 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды»). Все дела были объединены в одно производство. 17 июня 2014 года ФСБ задержала Крюкова, а на другой день публициста арестовали. 18 декабря 2014-го, после истечения полугода в СИЗО – предельного срока содержания под стражей по вмененным обвинениям, он был освобожден под подписку о невыезде. На 29 января 2015 года Засвияжский райсуд Ульяновска назначил первое заседание процесса, однако публицист, не дожидаясь начала разбирательства, выехал из страны (см. монитор за январь 2016 года).

ИЮНЬ, 9
Егор Алексеев
На Масальской улице в Санкт-Петербурге неизвестные избили администратора группы «Преступная власть» Егора Алексеева. Об этом он сам рассказал «Медиазоне». На Алексеева напали двое мужчин около восьми часов утра. Он не запомнил их примет и не слышал от них угроз. Врачи диагностировали у Алексеева перелом носа и сотрясение мозга. Также у него повреждена челюсть. Эти данные направлены в полицию. Администратор группы «Преступная власть» полагает, что за ним давно следили и изучали его передвижения. Ранее он получал угрозы в соцсети из-за его оппозиционных взглядов. Он отметил, что напавшие не боялись быть опознанными, поскольку напали на него у жилого дома, когда многие шли на работу. После случившегося блогер собирается покинуть Россию.

ИЮНЬ, 9
Все СМИ
Стройку Крымского моста застраховала компания с небольшими активами. Страховая сумма рисков при строительстве моста в Крым составляет 200 миллиардов рублей, причем покрытие суммы взяла на себя компания, чьи активы - всего 200 миллионов рублей. Страховщиком оказалась «Крымская первая страховая компания», уставный капитал в конце прошлого года составил 165 миллионов, активы – 209 миллионов. По оборотам КПСК занимает только 204 место среди всех страховых компаний РФ. По словам источников в отрасли, поиск страховщика проходил с трудом из-за большой суммы и возможности попасть под санкции. При этом участники рынка опасаются, что в страховом случае КПСК справится с выплатами. Представители компании на вопросы журналистов предпочли не отвечать.

ИЮНЬ, 9
Газета «Псковская губерния»
Газета «Псковская губерния» получила предупреждение Роскомнадзора из-за упоминания «Правого сектора» без пояснения, что эта организация признана в России экстремистской и запрещена решением суда. Об этом «Медузе» сообщил главный редактор издания Денис Камалягин. Нарушение Роскомнадзор обнаружил в репортаже Камалягина под заголовком «Потому что мы ненужные» из Донецкой области. В этом материале «Правый сектор» упоминается в прямой речи местной жительницы, которая рассказывает об обстрелах. Статья была опубликована 30 марта 2016 года. Главред «Псковской губернии» подчеркнул, что «Правый сектор» упоминался в статье в негативном ключе. «Это была прямая речь, поэтому мы не поставили отметку», - пояснил он. Камалягин пообещал обжаловать предупреждение Роскомнадзора в суде. Он отметил, что срок давности для вынесения предупреждения в связи с публикацией в газете истекает через три недели. Камалягин связал действия Роскомнадзора с проверкой, которую в «Псковской губернии» проводит министерство юстиции РФ. В уведомлении Роскомнадзора, которое поступило в редакцию «Псковской губернии», говорится, что нарушение было выявлено при осуществлении «контрольно-надзорных полномочий в форме внепланового систематического наблюдения». Камалягин выразил недоумение по поводу такой формулировки. «Пока мы не понимаем, на каком основании проводилось внеплановое наблюдение и как оно в таком случае может являться систематическим», - сказал главред газеты в комментарии «Медузе». Согласно российскому законодательству, два предупреждения Роскомнадзора, выписанных в течение одного года, являются основанием для обращения в суд с требованием лишить СМИ регистрации.

ИЮНЬ, 10
Евгений Киселев
Федеральная служба безопасности возбудила уголовное дело о призывах к терроризму (статья 205.2 УК РФ) против Евгения Киселева, сообщил сам тележурналист в своем блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы». По его словам, поводом для этого стали его высказывания в поддержку Надежды Савченко. «Высказался в поддержку Надежды Савченко, когда она еще в плену была. В ответ на вопрос одного украинского СМИ, все ли делают власти Украины для ее освобождения, сказал, что могли бы и пожестче действовать - точно так же, как российские власти вели себя во всей этой истории. Вот и прилетела «обратка», - написал журналист. Евгений Киселев рассказал, что в квартире его тещи были проведены обыски, несмотря на то, что он там только зарегистрирован, но не проживает. «Ничего не нашли, разумеется, ничего не изъяли. Да и что там можно было найти, кроме книг, которые теща всю жизнь переводила и редактировала», - пояснил господин Киселев. Ранее он работал на российском телеканале НТВ, украинском телеканале «Интер» и других СМИ.

ИЮНЬ, 10
Кольское саамское интернет-радио
Кольское саамское интернет-радио может прекратить вещание. Редакции не хватает средств, чтобы оплатить услуги хостинга, сообщает ИА «Север-Пост». Как рассказал вице-президент международной неправительственной организации «Союз саамов», директор Фонда саамского наследия и развития Андрей Данилов, первые годы работы радио тарифы были ниже, их было возможно оплачивать из семейного бюджета. «Последние два года нам оказывала поддержку наш постоянный спонсор. В этом году мы решили обратиться к общественности всего мира. Сумма мизерная - 6-7 тысяч в год, но даже ее собрать оказывается проблемой», - рассказал Данилов. Чтобы спасти радио, саамы организовали сбор средств. По словам общественного деятеля, если за неделю не будет собрано хоть сколько-то средств, саамское радио в интернете замолчит. Единственное в России радио на саамском языке начало свое вещание в 2012 году. Помощи от государства саамское радио не получает.

ИЮНЬ, 10
Екатерина Захарова
После выхода материала «Факт подпольных собачьих боев под Тамбовом подтвердился», который портал «Твой Тамбов» опубликовал 8 июня, в адрес редакции посыпались угрозы. Корреспонденту-автору данного материала звонил мужчина, представившийся Валерием. Мужчина сказал, что если портал не выпустит опровержение, то «поплатится». На отказ выпускать опровержение Валерий прислал СМС-сообщение: «Тебя просто найдут и накажут». Как пояснили порталу «Твой Тамбов» в пресс-службе УМВД России по Тамбовской области, за угрозы в адрес журналистов может поплатиться сам организатор боев. В данный момент член Союза журналистов России Екатерина Захарова, пишущая под псевдонимом Игорь Волков, совместно с редакцией готовит заявление в полицию и сообщение в Союз журналистов. После выхода статьи «Факт подпольных собачьих боев под Тамбовом подтвердился» полицией Первомайского района была организована проверка. Возможно, это спровоцировало угрозы от организаторов кровавых развлечений.

ИЮНЬ, 10
Татьяна Брицкая
В Мурманской областной Думе прокомментировали инцидент с журналистом «Новой Газеты» Татьяной Брицкой. Накануне на входе в региональный парламент ее отказался пускать охранник, несмотря на предъявленное журналистское удостоверение. Об этом Татьяна Брицкая написала на своей странице в Facebook. «Иду на комитет, на проходной, как всегда, показываю редакционную ксиву, дядька читает - и вместо того, чтоб открыть турникет, уходит совещаться с тетей в будке, звонит кому-то - и потом с улыбкой идиота говорит, что меня не пустит», - написала журналист «Новой Газеты» в Facebook. В областной Думе пояснили СеверПост, что о ситуации знают и подчеркнули, что работа регионального парламента, ее комитетов, фракций и отдельных депутатов всегда проходит в обстановке максимальной открытости. Действия охранника там не смогли оценить, так как он представляет стороннюю организацию и не подчиняется сотрудникам Думы. «В региональном парламенте отсутствует аккредитация СМИ и журналистов на освещение деятельности депутатов областной Думы. Соответственно, пропуск журналистов на мероприятия или для прохода в помещения Думы осуществляется по служебным удостоверениям или удостоверениям личности с выпиской пропуска в бюро пропусков. Специальных электронных пропусков для представителей СМИ не предусмотрено. Недоразумение с журналистом Татьяной Брицкой, случившееся 9 июня, никак не связано с установленными правилами пропускного режима», - сообщила СеверПост руководитель пресс-службы областной Думы Ирина Попова. Она подчеркнула, что пресс-служба областной Думы все же обеспечила присутствие журналиста на заседании комитета и пообещала, что аппарат областной Думы предпримет меры для недопущения впредь подобных ситуаций.

ИЮНЬ, 10
Портал «36on.ru»
В Воронеже в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации обратился сотрудник МВД Евгений Младов. Поводом для разбирательства стала публикация под названием «Дорожный конфликт привел к избиению водителя подполковником полиции», которая вышла на портале «36on.ru» в сентябре 2015 года. Материал был посвящен конфликту на дороге с участием истца и сопровождался видеозаписью, сделанной с регистратора. Евгений Младов в своем иске к учредителю портала (ООО Медиагруппа «Свобода») утверждает, что публикация нарушает его право на изображения и незаконно распространяет персональные данные. Интересно, что под персональными данными истец подразумевает госномера своего автомобиля, попавшие в кадр. Он сообщает, что «статья основана на личных фантазиях автора, заголовок и факт избиения не подтверждается видео или иными доказательствами», «под объектив видеорегистратора попало не все», а «статья написана в попытке дискредитировать меня и оказать давление на следствие». При этом в исковом заявлении, поданном в Левобережный суд Воронежа, отсутствуют точные указания на сведения в публикации, которые Младов считает недостоверными и порочащими. Зато полицейский специально подчеркивает, как ему кажется, общественную и государственную опасность публикации: она «направлена на формирование негативного отношения к государственным служащим в целом и к правоохранительным органам в частности, подрывает авторитет государства». За физические и нравственные страдания, причиненные публикацией, истец требует взыскать с ответчика 200 тыс. рублей компенсации морального вреда.

ИЮНЬ, 10, 12
Интернет-газета «Фонтанка.ру»
Первую половину июня интернет-газете «Фонтанка.ру» пришлось регулярно отражать DDoS-атаки. Их пик пришелся на День России, после чего защита сервера была усилена, сообщил Лениздат.Ру главный редактор интернет-газеты Александр Горшков. По словам Горшкова, после «первых слабых попыток» злоумышленников вывести из строя сайт СМИ 10 июня специалистам «Фонтанки.ру» удалось нейтрализовать серьезную DDoS-атаку. 12 июня последовала масштабная атака, из-за которой сайт был временно недоступен в течение часа. «Я могу связывать это только с работой «Фонтанки.ру», которая вызывает живейший интерес у некоторых наших внимательных читателей», - прокомментировал в беседе с Лениздат.Ру активность злоумышленников Горшков. Своих предположений о том, какие именно материалы сайта спровоцировали атаки, он предпочел не раскрывать, «пока они не подтверждены фактами». «Любой наш читатель может посмотреть, о чем или о ком мы пишем или писали за последние две недели», - заметил главный редактор. Отметим, один из «внимательных читателей» интернет-газеты, например, уже пытается частично ограничить доступ аудитории к «Фонтанке.ру». Материал издания «Империя Пригожина взяла военные городки» фигурирует в иске миллиардера Евгения Пригожина к «Яндексу». Бизнесмен оспаривает отказ поисковика удалить из выдачи ссылки на информацию о себе по «праву на забвение». Как сообщал Лениздат.Ру Горшков ранее, в саму редакцию СМИ претензии по поводу данной публикации не поступали. После 12 июня защита сайта была усилена, но гарантии безопасности это не дает. «Никогда не говори никогда, потому что чем совершеннее защита, тем совершеннее и нападение», - заметил Александр Горшков.

ИЮНЬ, 12
Саида Вагабова
В Махачкале суд оправдал журналистку местного издания «Черновик» Саиду Вагабову, задержанную накануне на митинге. Показания полиции не совпали с другими данными по делу, передает «ОВД-Инфо». «Судья опросил Саиду и майора полиции, который ее задерживал. Его показания не совпадали с данными, указанными в рапорте. Суд, видимо, это все учел и полностью оправдал нашего журналиста», - завил редактор «Черновика» Маирбек Агаев. С. Вагабова была задержана во время съемки стихийного митинга родственников двух местных жителей, пропавших ранее в Махачкале и Хасавюрте. На журналистку в ОВД составили протокол о неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции (по статье 19.3 КоАП). В «Черновике» подчеркнули, что сотрудницу газету задержали, несмотря на то, что она показала полиции журналистское удостоверение.

ИЮНЬ, 13
Денис Самсонов
Сотрудника социальной сети «ВКонтакте» Дениса Самсонова избили в Санкт-Петербурге. Инцидент произошел вечером. Как рассказал Самсонов «Медиазоне», двое человек у подъезда набросились на него со спины с криками: «Национал-предатель, еврей, пятая колонна». Молодого человека сбили ног и начали избивать. Сотрудник «ВКонтакте» рассказал, что об ступеньки лестницы ему сломали три пальца на правой руке. Также у него похитили телефон, банковские карты и крупную сумму денег наличными. Самсонов не стал обращаться в полицию после случившегося. Утром в понедельник молодой человек нашел около дома выброшенные банковские карты, которые у него украли. Примет нападавших он не запомнил, поскольку закрывал лицо во время избиения. Как отметил Самсонов, ранее он не получал угроз и не замечал за собой слежку. Он не понимает, какие у нападавших могли быть мотивы и допускает, что они просто прикрывались «модной тематикой». При этом сотрудник соцсети признает, что публиковал критические посты о действиях властей, но это были единичные случаи.

ИЮНЬ, 14
ВГТРК
ГТРК «Волгоград-ТРВ»
ГТРК «Лотос»
Девятый арбитражный апелляционный суд рассмотрит жалобу ООО «Тренинговый центр «Игра Жизни» на решение об отказе в удовлетворении иска к ВГТРК о защите деловой репутации. Поводом для иска стал один из сюжетов программы «Вести» от 2015 года. Ранее этот иск отклонил Арбитраж Москвы. В качестве соответчиков по делу проходили ГТРК «Волгоград-ТРВ» и ГТРК «Лотос». Как передает РАПСИ, истец требовал признать не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию сведения, распространенные в видеороликах: «Убийственные тренинги. Почему личный рост заканчивается на кладбище?» и «Перепаханные души: тренинг или путь в могилу?». Оба сюжета были показаны летом 2015 года в программе «Вести 20:00». Суд, принявший решение отклонить иск, указывал, что в сюжете отсутствует конкретное указание на истца. «В спорной информации отсутствуют сведения о фирменном или сокращенном наименовании истца, отсутствует и указание на организационно-правовую форму истца. Указанное обстоятельство не позволяет сделать вывод о том, что в оспариваемом видеоряде содержалась информация именно об истце, поскольку при распространении сведений, порочащих деловую репутацию, для каждого воспринявшего информацию должно быть очевидно, что речь идет о конкретном юридическом лице», – говорится в решении суда первой инстанции. Тем не менее, тренинговый центр подал апелляционную жалобу.

ИЮНЬ, 14
Все СМИ
Во Владивостоке состоялся третий МедиаСаммит. Он оказался самым крупным по количеству участников - более двух тысяч человек собралось на Русском острове в Дальневосточном федеральном университете. Первый МедиаСаммит прошел летом 2014 года. Пожалуй, это был праздничный саммит: он не только впервые собрал вместе журналистов Дальнего Востока – от Якутии до Сахалина, но и стал официальным подтверждением возрождения журналистской организации Приморского края. И не только - он стал праздником для всех коллег-дальневосточников. Первый медиа-саммит собрал несколько сотен журналистов, сотрудников пресс-служб учреждений и предприятий Дальнего Востока и стран АТР. Третий Дальневосточный МедиаСаммит, прошедший во Владивостоке, побил рекорды по количеству участников – более 2,1 тысячи человек зарегистрировались на крупнейший журналистский форум в регионе. Среди проблем, которые обсуждали его участники, были пиар и экономика, бизнес против медиа, авторское право и медиа, грядущие выборы, экономика медиа, взаимодействие блогеров, журналистов и бизнеса, форматы диалога пресс-служб госорганов и медиа, СМИ и лоббизм, экология, военная журналистика, бизнес и другие темы. Секретари Союза журналистов России Александр Копейка и Павел Гутионтов рассказали о деятельности независимой Общественной коллегии по жалобам на прессу, независимой структуре гражданского общества, которая работает, опираясь на авторитет создавших её организаций и авторитет избранных журналистов. «Любое физическое лицо, организация или средство массовой информации, заинтересованные в разрешении конфликта с помощью Общественной коллегии, а не судебного разбирательства, подписывают соглашение о признании юрисдикции коллегии и берут на себя моральное обязательство не обращаться в суд по этому делу», - уточнил секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов. Возможно, эта секция была одной из важнейших на этом МедиаСаммите, потому что нарушение правил и этических норм сейчас стало если не нормой, то вполне привычным, курсы профессиональной этики журналиста сокращены до минимума, Кодекс Союза журналистов не соблюдается. «Мы должны поддерживать подобные коллегии по разрешению спорных вопросов в области СМИ и всячески их развивать. Это долгая дорога, результат будет не завтра. И тогда мы выработаем механизм, когда будет очень обидно оказываться осужденным своим же профессиональным сообществом», - таково мнение секретаря Приморской журналистской организации, редактора «Новой газеты во Владивостоке» Андрея Островского. Большое количество участников собрал Круглый стол «Выборы-2016: грани возможного», который вела секретарь Избирательной комиссии России Майя Гришина. Из самых спорных, острых и интересных оказалось обсуждение взаимоотношений «Бизнес против Медиа». «СМИ – это не зеркало вашего благополучия, а окно из настоящего в будущее… Предъявлять им претензии как к зеркалу – верх глупости и идеализма, комментировал журналист Валерий Королюк. Вот лишь краткий список секций и обсуждений участников Медиа-саммита: «Авторское право и медиа (юрист Галина Антонец), «Бизнес против медиа» (Алексей Мигунов), «Экономика печатных медиа» (Марина Божко), «Глянцевая журналистика» (Татьяна Варнакова), «Антиманипуляция. Эффективная защита от чужого влияния» (Игорь Ткач), «Экономика медиа и грантовая (Алексей Казаков), «Брендинг территории» (Юрий Авдеев), «СМИ. Отраслевой и региональный лоббизм (Герман Зверев), «Современные инструменты анализа СМИ (Дмитрий Юхнович) и множество других секций, обсуждений, «круглых столов». А ещё ведь были споры, обсуждения, радости встреч и вполне серьёзные международные обсуждения с китайскими гостями, например, на секции «Лицом к лицу. Развитие профессионального сотрудничества СМИ Приморского края и Северо-Восточных профессий КНР». А ещё были проведены мастер-классы и короткие брифинги с сотрудниками администрации края, отвечавшими на вопросы журналистов, состоялся даже футбольный матч, благо университетская территория на Русском острове позволяет иметь футбольное поле. Завершился саммит торжественным приёмом и вручением журналистам призов за лучшие материалы.

ИЮНЬ, 14
Алексей Салов
В Симферополе задержан главный редактор газеты «Аргументы недели - Крым» Алексей Салов. Об этом сообщает FlashCrimea со ссылкой на источник в правоохранительных органах республики. Алексей Салов был задержан по делу о вымогательстве и уклонении от наказания, когда обедал в кафе «Счастье». В 2012 году суд во Владимирской области приговорил Салова, в то время главного редактора газеты «Аргументы недели - Владимир», к одному году заключения за вымогательство денег у депутата Госдумы Григория Аникеева (см. монитор за апрель 2012 года).

ИЮНЬ, 15
Первый канал
Первый канал обжаловал решение суда о признании не соответствующими действительности сведений, которые были распространены в передаче «Теория заговора. Колбаса и сосиски» в отношении продукции мясокомбината «Царицыно», и требование их опровергнуть. Девятый арбитражный апелляционный суд назначил на 21 июля рассмотрение жалобы телеканала на решение первой инстанции, сообщает РАПСИ. Иск мясокомбината к Первому каналу о защите репутации путем признания недостоверной информации в отношении сосисок был удовлетворен Арбитражным судом Москвы 22 апреля. Суд также обязал Первый канал и соответчиков – ООО «Контакт» и Татьяну Черненко - в ближайшем выпуске передачи «Теория заговора» дать опровержение порочащих деловую репутацию ОАО «Царицыно» сведений, а также опубликовать опровержение на сайте телеканала. Как указало ОАО «Царицыно» в иске, 28 июня 2015 года Первым каналом в передаче «Теория заговора. Колбаса и сосиски» был показан сюжет о сосисках «Доктор», которые якобы изготавливаются с нарушениями, так как в них присутствует не указанная в составе продукта соя. Суд поддержал позицию ОАО «Царицыно», указав, что характер высказываний, а также способ передачи информации и смысловая нагрузка позволяют установить, что ответчиком были распространены факты в негативном свете. Так, информация изложена в утвердительной форме, не содержит оценочных суждений, при ее прочтении складывается определенное мнение. При этом ответчиком не были представлены достаточные и достоверные доказательства в подтверждение достоверности опубликованных сведений, говорится в решении арбитража.

ИЮНЬ, 15
«Новая газета»
Сотрудника Фонда борьбы с коррупцией Леонида Волкова задержали в Москве у Совета Федерации за намерение провести одиночный пикет против переназначения Юрия Чайки генеральным прокурором. Вместе с ним была задержана корреспондент «Новой газеты» и еще три активиста. Позднее Волков сообщил, что их отпустили без составления протокола.

ИЮНЬ, 16
Андрей Золотухин
В Советский суд Воронежа поступил иск к руководителю студенческого интернет-проекта «P.S. – 5 сов», доценту факультета журналистики ВГУ Андрею Золотухину. Заявление о защите деловой репутации подал Воронежский институт высоких технологий (ВИВТ). оводом для иска стали сообщения, опубликованные на сайте проекта в конце прошлого – начале нынешнего года, посвященные судьбе студентов из Турции. По информации сайта, после конфликта нашей страны и Турции, вызванного уничтожением российского самолета, администрация ВИВТа отчислила своих турецких студентов. Истец заявляет, что «автор, не стесняясь в выражениях, фактически обвиняет ВИВТ в лице ректора (администрации) во лжи», «фактически обвинил Воронежский институт высоких технологий в нарушении прав учащихся на образование и принятии заказного политического решения», сделал «неоднозначные формулировки и выводы о предоставлении вузом некачественного образования». Представители ВИВТа считают, что ответчик не обращался к ним с официальным запросом, а сделал вывод, который «был удобен его интернет-порталу для его раскрутки». Администрация учебного заведения утверждает, что студенты из Турции были отчислены не по политическим соображениям, а за «длительное непосещение занятий». Истец объясняет, что для вуза национальность студентов не имеет значения, «поскольку Россия – светское государство» (как могут быть связаны национальность и светский характер государства, в иске не уточняется). Более того, ВИВТ в качестве претензии в иске заявляет, что публикация на сайте студенческого проекта стала причиной проверки вуза со стороны Генпрокуратуры и Совета по правам человека при президенте РФ. Обидело истцов и название «коммерческий вуз», которое было использовано в публикации по отношению к ВИВТу (истец поправляет, что такой формы вузов в России не существует). ВИВТ требует от ответчика опровергнуть спорные тексты и компенсировать судебные расходы.

ИЮНЬ, 16
Игорь Сосновский
«Орская газета»
Главного редактора издания «Орская газета» (Оренбургская область) Игоря Сосновского уволили после выхода на первой полосе статьи «Волочкова встретилась с Губернатором. Верблюд остался доволен». Корреспонденту Урал56.Ру Игорь Сосновский рассказал о том, что связывает свое увольнение напрямую с цензурой в СМИ. «Это решение собственника газеты (учредитель издания – аппарат губернатора и правительства Оренбургской области, а также администрация города Орска - прим. ред.). Я оценить решение правительства не могу. Однозначно цензуре подвергают СМИ, и речь не только о 138 подведомственных изданиях. С остальными просто пытаются договориться», – пояснил журналист. По словам Сосновского, 15 июня пришел указ убрать выпуск газеты с розницы, но это уже было после того, как они доставили газету подписчикам. Автор материала Юлия Виноградова также рассказала о произошедшем: «Я ходила на интервью с Анастасией Волочковой. Балерина рассказала, что была на турбазе «Урал», встретила верблюда, кормила его колючками. Он остался доволен. Включила это в статью. Посовещались с главным редактором, вынесли в заголовок и анонс. Все же знают, что должности пишутся со строчной буквы, имена собственные - с заглавной. Однако вчера [первый заместитель главы администрации города Орска] Григорий Шаблов вызвал к себе Игоря, очень ругался, передал всю информацию в Оренбург. Потом поступило распоряжение срочно изъять номер из продажи. Нашли виноватого - Игоря увольняют. Я же ни в коем случае никого не хотела обидеть. Игра слов была, да, но люди с юмором все поняли. Мы будем добиваться, чтобы Игоря восстановили в должности. Мы уже обратились в Общероссийский народный фронт», – рассказала Юлия.

ИЮНЬ, 16
Алексей Кунгуров
Центральный районный суд Тюмени принял решение об изменении меры пресечения  – с подписки о невыезде на арест - блогеру Алексею Кунгурову. Об этом сообщила в ЖЖ его супруга: «Сидеть будет – написала она – до осени». Женщина пишет также, что в зале суда присутствовал единственный его товарищ, хотя знали о том, что вызвали его туда, многие, но не смогли они, вероятно, отвлечься от матча Россия – Словакия. Жена блогера уверена, что «если все будет тихо, никто не поднимет шума, то сидеть он будет долго». Человек, присутствовавший на этом судебном заседании, рассказал агентству «URA.Ru», что ходатайствовал о заключении в СИЗО Алексея следователь: проводит расследование по статье 205 УК РФ («Публичное оправдание террористической деятельности») областное УФСБ. Арест мотивирован тем, что Кугуров «может повлиять на свидетелей и скрыться с места проживания». По данным следствия, он «без разрешения два раза летал в Москву на конференции». На это, поясняет источник, Кунгуров ответил, что «он писатель и летал на встречу со своим агентом и редакцией», о чем следователей устно уведомлял – не делал этого письменно, потому что «сама процедура уведомления не прописана». Кроме того, в конце марта с.г. в Москве проходил форум, куда приглашали Алексея, и «даже направляли приглашение следователю», зная, что возбуждено уголовное дело. Блогер заявил в суде, что данное дело – «форма давления» на него, и «представители следствия» не раз предупреждали его, что если он «не пойдет на сотрудничество», то мера пресечения будет изменена. Ходатайство об аресте поддержал прокурор. Кунгуров подозревается в «оправдании деятельности запрещенной в России террористической организации ИГИЛ». Он не знает, как следствию удалось найти это в его текстах – «невозможно найти в них то, чего нет»: лингвистическая экспертиза еще не сделана – блогер предполагает, что следователи испытывают затруднения в поисках эксперта, который бы согласился дать нужное им заключение. Первый раз Кунгуров был задержан на следующий день после публикации в его блоге статьи «Что России делать с Донбассом и Крымом? Часть 2», которая резко его отделила от большинства «патриотических сил», чьи позиции в отношении Донбасса и Крыма остаются незыблемыми. После первого задержания Кунгуров предполагал, что дело, получившее резонанс, скорее всего ограничится условным сроком, однако у правоохранителей могут быть на него и более серьезные виды.

ИЮНЬ, 17
Мурманские телеканалы
Мурманским региональным телеканалам запретили показывать и рассказывать о прошедшем в Кандалакше митинге протеста. По оценке организаторов, на главной площади города собралось от 200 до 400 человек, чтобы выразить претензии в адрес региональных и местных властей. Жители Кандалакши, несмотря на дождь, вышли с плакатами «Нет двойной оплаты за отопление». С 1 января 2015 года компания «Мурманэнергосбыт» требует от жителей Кандалакши заплатить за услугу «централизованное отопление», которую, по сути, не предоставляет. Сотни собственников не имеют в своих квартирах батарей, вместо них они пользуются электрообогревом, но их заставляют ежемесячно оплачивать квитанции за отопление. Сюжетов о митинге в Кандалакше на региональных телеканалах в выпусках новостей не оказалось. Как сообщил СеверПост один из редакторов, «запрет пришел из правительства области, так как там опасаются реакции Москвы на массовые протесты в Заполярье». Ранее аппарат правительства уже пытался цензурировать новости в газете «Мурманский Вестник».

ИЮНЬ, 17
ИА «Финам.ру»
Тверской суд Москвы отклонил иск режиссера Никиты Михалкова о защите чести, достоинства и деловой репутации на 3 млн рублей к агентству «Финам.ру». Об этом говорится в мотивировочной части решения судьи Елены Булгаковой. В суде сторона истца представила лингвистическую экспертизу, где делаются выводы о том, что название статьи «Михалков будет собирать налог на болванки еще 10 лет» имеет негативный смысл. В свою очередь, ответчики сделали свою экспертизу, в которой говорится, что экспертиза истца несостоятельна, а ее выводы не соответствуют действительности. Кроме того, представитель «Финама» в суде заявила, что эта статья на их сайте была перепечатана из других изданий, причем «практически без изменений». Ранее Гагаринский суд Москвы уже отклонил аналогичный иск Михалкова к РБК, который также разместил эту статью у себя на сайте. Иски были поданы режиссером к газете «Известия» (на сумму более 2 млн рублей), РБК, а также к ООО «Финам.ру» (на 3 млн рублей). Поводом для иска стала статья, опубликованная в «Известиях» 18 сентября 2015 года под названием «Михалков будет собирать налог на болванки еще 10 лет».

ИЮНЬ, 17
Артем Филатов
Неизвестный мужчина с собаками напал на корреспондента «Эха Москвы в Петербурге» Артема Филатова. Инцидент произошел недалеко от Удельного парка в Санкт-Петербурге, сообщает интернет-издание МР7.ru. Об происшествии сам журналист рассказал на своей странице в Facebook. «В 50 метрах от меня бритоголовый молодой человек спустил с поводка бультерьера. Всего у него было две такие собаки. Свернуть было некуда. Я проезжая мимо, вежливо попросил его так не делать. На выезде из парка этот мужчина догнал меня и ударил в лицо», – написал Филатов. По его словам, сейчас он отправляется в травмпункт. После этого он планирует обратиться в правоохранительные органы.

ИЮНЬ, 17
Газета «Труд»
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказал киностудии «Ленфильм» в иске к АНО «Редакция газеты «Труд», а также к двум частным лицам - Ирине Смирновой и Андрею Сигле - о защите деловой репутации, следует из материалов на портале «Электронное правосудие». Как сообщал РИА Новости представитель «Ленфильма», судебное разбирательство связано со статьей авторства Смирновой «Закусочная по имени Ленфильм?», опубликованной в феврале в газете «Труд». Согласно материалам на сайте газеты, спорная публикация содержит, в частности, критические оценки проекта «Ленфильм-парк», который представляет собой киногород, объединяющий кинопроизводственные и складские помещения, павильоны, натурные съемочные площадки и развлекательно-интерактивную зону. В частности, продюсер Андрей Сигле, выступающий одним из ответчиков по судебному разбирательству с газетой «Труд», высказывает мнение, что основным занятием киностудии должен быть съемочный процесс, а не «идеи каких-то парков, закусочных». Также он называет ситуацию на «Ленфильме» катастрофической. «В иске отказать полностью», - говорится в соответствующем решении арбитража, мотивировочная часть которого пока не опубликована.

ИЮНЬ, 17
Телеканал ТКТ-TV
В Ленинградской области местный житель подстрелил квадрокоптер съемочной бригады ТКТ-TV на озере Сестрорецкий Разлив. Журналисты будут добиваться возбуждения уголовного дела - по мнению редактора ТКТ-TV Сергея Бондаренко, это важный для всего медиасообщества прецедент. Видеосюжет о незаконном захвате береговой линии на Сестрорецком Разливе сотрудники ТКТ-TV готовили совместно с активисткой движения «Против захвата озер» Анной Шушпановой. Квадрокоптер съемочной бригады канала был подстрелен на середине озера. Аппарат отправляли на противоположный берег, чтобы заснять доказательства правонарушения. Цели он так и не достиг: вскоре после запуска журналисты услышали «характерный хлопок». Квадрокоптер вернули и обнаружили, что на его боку появилась вмятина, а камера выведена из строя. Аппарат был куплен в 2015 году и стоил около 140 тысяч рублей. Стрелявшим оказался местный житель, предприниматель Дмитрий Файбышенко, который вскоре показался съемочной бригаде из-за забора своего участка. По рассказу активистки движения «Против захвата озер» Анны Шушпановой, которая принимала участие в съемке сюжета, он заявил, что журналисты «снимают его голышом, причем не в первый раз». Определить, одет он или нет, из-за забора было невозможно. «Он начал приглашать нас к себе поговорить, но мы подумали, что этот человек может быть не совсем адекватным, и ушли, - рассказала Анна Шушпанова Лениздат.Ру. - Только с другой улицы мы уже вызвали полицию». Активистка отметила, что снимать участок Файбышенко или его самого журналисты не планировали, их цель находилась на другом берегу. «Мы будем добиваться адекватной правовой оценки, - рассказал редактор ТКТ-TV Сергей Бондаренко Лениздат.Ру. – В этом деле очевиден уголовный состав. Нельзя спускать это на тормозах, потому что случай касается не только нас, но и всего профессионального сообщества». По словам журналистов, полицейские передавали им предложение Файбышенко возместить ущерб за подбитый квадрокоптер, если потерпевшие не будут требовать заведения дела. Журналисты отказались. «Это осознанное решение, такие вещи спускать нельзя, - выразил возмущение в беседе с Лениздат.Ру Сергей Бондаренко. – Понятно, что и к нам здесь могут быть вопросы: из-за Петербургского экономического форума, из-за неурегулированности законодательства. Но здесь мы должны бороться, это вопрос всех журналистов». При этом полиция встала на сторону местного жителя: по их словам, в дни проведения Петербургского экономического форума запуск квадрокоптеров в городе запрещен. «Так журналисты из потерпевших могут оказаться виноватыми», - возмутилась Анна Шушпанова. Кроме того, Сергей Бондаренко подчеркнул в разговоре с Лениздат.Ру, что на сегодняшний день законодательство в отношении квадрокоптеров еще не урегулировано. Их уже признали полноценными летательными аппаратами, которые требуют регистрации, но регистрирующих органов пока не организовано. «А пока не урегулировано, нельзя и взыскивать, - резюмировал Бондаренко. - Мы что, будем отказываться от квадрокоптеров? Почти все телеканалы их так или иначе используют».

ИЮНЬ, 20
Сергей Юдин
Завершилась неудачей очередная попытка журналистов Карелии доказать в суде, что правила, регламентирующие пребывание посетителей в стенах Петрозаводского суда, незаконны. Верховный суд Карелии оставил в силе решение Пряжинского районного суда, который счёл, что административный штраф, наложенный на фотокорреспондента сайта «Столица на Онего» С. Юдина, законен. Фотокорреспондент, выполняя редакционное задание, сделал несколько снимков в коридоре Петрозаводского горсуда, за что на него был составлен административный протокол. Так как ведомственные правила Петрозаводского горсуда разрешают съёмку в здании суда (в вестибюле и в коридорах) только с разрешения председателя городского суда либо уполномоченного на то лица. С. Юдин был оштрафован мировым судьей на 300 рублей за нарушение правил пребывания в Петрозаводском суде, и, не согласившись с этим решением, оспорил его, а заодно и сами ведомственные правила, втянувшись в затяжной, как теперь выясняется, судебный процесс (см. монитор за апрель 2016 года). С ноября прошлого года идёт тяжба, и пока все решения выносятся в пользу судейского сообщества. Несколько раз дело откладывалось и, судя по мотивам таких действий, можно догадаться, что дело намеревались заволокитить. Однако настойчивость журналистского сообщества привела к тому, что судебное рассмотрение всё же состоялось в апреле 2016 года. В итоге Пряжинский районный суд встал на сторону своих коллег из Петрозаводского горсуда. Попытка оспорить это решение в судебной коллегии по административным делам Верховного суда Карелии не увенчалась успехом, апелляционная жалоба на решение Пряжинского райсуда была отклонена. Представитель судейского корпуса в заседании начальник отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов Управления судебного департамента Карелии С. Новоселова во время рассмотрения дела в апелляционной инстанции Верховного суда Карелии высказала соображение, что правила пребывания в Петрозаводском горсуде надо ужесточить. По её мнению, процедура получения разрешения на фото- и видеосъёмки в коридорах суда должны стать более сложной. Теперь фотокорреспондент С. Юдин и его представитель будут готовить кассационную жалобу для Верховного суда Карелии. Не исключено, что дело дойдёт и до Верховного суда России.

ИЮНЬ, 21
Газета «Коммерсантъ-Прикамье»
Редакция газеты «Коммерсантъ-Прикамье» прекратила свою работу. Об этом сообщает Ura.ru. Как отмечается, журналисты ждут нового издателя газеты. Пока же сотрудники уволились из ООО «Коммерсантъ в Перми», которое в апреле приобрело франшизу издания. «Редакция ждет, когда станет известен новый издатель, - тогда, скорее всего, все заново трудоустроятся. Пока пермскую вкладку как бы делает Москва. Идут юридические разборки», - заявил источник в издании. Также он добавил, что ООО «Коммерсантъ в Перми» теряет права на газету по инициативе ИД «Коммерсантъ».

ИЮНЬ, 21
РБК
«БизнесПресс»
Тимофей Дзядко
Людмила Подобедова
Максим Товкайло
Арбитражный суд Москвы назначил на 23 августа основные слушания по иску ОАО НК «Роснефть» к РБК и ряду журналистам издания о защите деловой репутации, сообщили РИА Новости в суде. Ответчиками по спору выступают журналисты Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова и Максим Товкайло, а также ООО «БизнесПресс», которое является издателем газеты РБК, и АО «РБК-ТВ». В ходе предварительного заседания представитель ответчиков заявил, что стороны ведут переговоры о заключении мирового соглашения по делу, уточнил представитель суда. По его словам, представитель нефтяной компании не отрицал этого, однако заявил, что пока нет понимания, будет ли оно заключено, или нет. В настоящее время стороны только обменялись вариантами предложений, добавил собеседник агентства. Газета РБК опубликовала 11 апреля заметку, в которой со ссылкой на источники говорилось, что глава «Роснефти» Игорь Сечин попросил правительство защитить «Роснефть» от возможного увеличения доли BP в капитале российской компании, которое может произойти в результате приватизации части акций, принадлежащих государству (см. монитор за апрель 2016 года). «Роснефть» в тот же день опровергла информацию о наличии такого обращения с ее стороны.

ИЮНЬ, 21
Денис Коротков
Евгений Вышенков
На сайте интернет-газеты «Фонтанка.ру» появился материал, в котором журналисты рассказали о попытках слежки за сотрудниками Агентства журналистских расследований (АЖУР). Подобные случаи в издании связывают с интересом миллиардера Евгения Пригожина к редакции. Как рассказал Лениздат.Ру генеральный директор АЖУРа Андрей Константинов, в агентстве следят за безопасностью сотрудников. Кроме того, в «Фонтанке.ру» готовят к выходу новые публикации, посвященные теме слежки за журналистами и деятельности Пригожина. Текст «Адская кухня» рассказывает о попытке человека под ником Kriv Vetka в социальных сетях узнать дату рождения журналиста «Фонтанки.ру» Дениса Короткова, а также о возможной связи миллиардера Евгения Пригожина с нападениями на оппозиционеров. Саму публикацию в издании считают одним из фактов обеспечения безопасности сотрудников издания. «Мы предпринимаем необходимые меры для собственной безопасности и безопасности наших сотрудников. В том числе вот эта публикация - одна из мер. Мы далеко не все в этом материале рассказали, так что будет продолжение», - пообещал Лениздат.Ру генеральный директор АЖУРа Андрей Константинов. Денис Коротков - автор многих публикаций, которые так или иначе освещали деятельность Пригожина или связанных с ним структур. Очередной материал «Кухня частной армии» был опубликован на сайте 9 июня, после чего человек под ником Kriv Vetka с IP-адреса, принадлежащего компании, которую в СМИ называют «фабрикой троллей», задал одинаковые вопросы о Короткове двум сотрудникам издания. Сообщал о прослушке и главный редактор «Фонтанки.ру» Александр Горшков. В публикации «Фонтанки.ру» от 21 июня также упоминается факт слежки за генеральным директором АЖУРа Андреем Константиновым. Однако он отказался рассказать какие-либо подробности, упомянув лишь, что в случае, если слежка не слишком профессиональна, то заметить ее несложно. Александр Горшков недвусмысленно дал понять, что слежка за сотрудниками «Фонтанки» Денисом Коротковым и Евгением Вышенковым связана, по его мнению, с «фабрикой троллей». «Никакой слежки Денис Коротков за собой не замечал, но профессиональную слежку и заметить довольно сложно. Мы ничего не связываем, мы обладаем точными данными. IP-адрес, с которого велась переписка, используется компанией «Главсеть», которая располагается по адресу: улица Савушкина, дом 55, в Петербурге. Здесь находится известная всем «фабрика троллей» и ряд других медиаресурсов, которые связывают с ресторатором Евгением Пригожиным. За автомобилем Евгения Вышенкова, моего заместителя, ездила «наружка». Под машиной мы обнаружили двухконтактный радиомаячок – и задокументировали этот факт. И мы знаем, что данные о передвижениях Евгения Вышенкова получали люди из окружения Пригожина», – заявил он.

ИЮНЬ, 21
РБК
BBC
Газета.Ru
«Ведомости»
«Бизнес-газета»
Российская академия народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) отказалась аккредитовывать журналистов на заседание диссертационного совета, где должен обсуждаться вопрос о лишении ученой степени министра связи Николая Никифорова. Заседание диссертационного совета назначено на 22 июня. Среди тех, кому отказали в аккредитации, РБК, BBC, «Газета.Ru», «Ведомости», «Бизнес-газета». Пресс-секретарь РАНХиГС Дмитрий Соколов сообщил «Ведомостям», что «мест в зале уже нет, успели аккредитоваться только два агентства - они напишут». Аккредитация, по словам сотрудника пресс-службы Аллы Подмятниковой, должна была проходить 21 июня. Директор Центра общественных связей РАНХиГС Аркадий Матковский пояснил, что у академии «нет возможностей впустить журналистов», поэтому аккредитовали только двух журналистов из ТАСС и «Интерфакса».

ИЮНЬ, 22
Татьяна Шарафиева
Депутат из города Серова (Свердловская область) журналист Татьяна Шарафиева лишилась своих полномочий. Формальным поводом для отставки была названа не поданная вовремя декларация о доходах ее мужа. Однако сама Шарафиева утверждает, что ее коллеги воспользовались возможностью избавиться от давнего оппонента. За прекращение полномочий Татьяны Шарафиевой проголосовало большинство - 14 человек, четверо высказались против, передает URA.ru. Муж Шарафиевой тоже работает журналистом. Александр Шарафиев возглавляет издание «Егоршинские вести». Как пояснила теперь уже экс-депутат, сама она сдала декларацию о доходах за 2015 год вовремя, а ее супруг не стал этого делать по принципиальным соображениям - он опубликовал в газете «народную» декларацию своих доходов. Официальную декларацию за мужа Татьяна все же сдала, но с опозданием. Отмечается, что голосование в Серове стало прецедентом: до этого на Среднем Урале депутатов не лишали мандатов из-за несдачи деклараций о доходах. Эта норма закона носит рекомендательный характер: решение принимают сами депутаты местного представительного органа. Татьяна Шарафиева собирается сосредоточиться на журналистской деятельности. Она работает в медиахолдинге «ВК-медиа», объединяющем издания в северных городах Свердловской области, занимая должность советника главного редактора. Была редактором газеты «Глобус» в Серове, в настоящий момент - выпускающий редактор газеты «Вечерний Карпинск».

ИЮНЬ, 22
Наталья Башкирова
Газета «Знамя»
В Камешковской районной газете «Знамя» (Владимирская область) власти уволили главного редактора Наталью Башкирову с формулировкой «без объяснения причин». Однако увольнению предшествовали скандальные события. Как сообщает газета «Томикс», с приходом к рулю районной власти бывшего главы администрации Брызгаловского сельского поселения Анатолия Курганского ему сразу же не понравилась независимая политика местной газеты «Знамя». Всеми правдами и неправдами глава администрации пытался ее контролировать. Дошло до того, что буквально каждый материал, касающийся деятельности администрации, районный начальник требовал присылать на утверждение, что является грубым нарушением статьи 3 закона о СМИ. Из администрации стали раздаваться команды – не освещать деятельность депутатов местного районного Совета ни в каком виде. Помимо таких циркуляров были и другие действия. В частности, Анатолий Курганский в приватных беседах с главредом особо подчеркивал, что «депутаты – никто и звать их никак», потому писать о них надо как можно меньше.

ИЮНЬ, 22
Сайт «Карельская губерния»
Петрозаводский городской суд отказался удовлетворять иск карельской экс-чиновницы к председателю «Яблока» Эмилии Слабуновой и местному сайту «Карельская губерния». «Суд не удовлетворил иск бывшего начальника отдела опеки и попечительства министерства образования Карелии», - рассказала ТАСС юрист Слабуновой Елена Пальцева. Адвокат также рассказала, что поводом для подачи заявления в суд стали публикации сайта «Губерния daily» (учредитель ООО «Карельская губерния»), посвященные действиям министерства образования республики и чиновницы при решении вопроса об определении местонахождения несовершеннолетних детей депутата горсовета Петрозаводска Ольги Залецкой, которую суд арестовал по делу о мошенничестве. Новостные заметки появились на сайте весной прошлого года, когда Татьяна Иноземцева возглавляла отдел министерства. В частности, экс-чиновница просила через суд признать фразы публикаций не соответствующими действительности, порочащими ее честь, достоинство и деловую репутацию. Те, в которых со слов Слабуновой говорится, что «карельское министерство образования требует, чтобы детей арестованной Ольги Залецкой отдали в детдом» или что «именно Иноземцева по два раза в день звонила в отдел опеки администрации Петрозаводска с вопросом, почему дети Залецкой до сих пор не оформлены в детский дом» и др. Иноземцева также требовала удалить и опровергнуть спорные, по ее мнению, публикации и взыскать с ООО «Карельская губерния» и Эмилии Слабуновой по 1 млн рублей в качестве компенсации морального вреда.

ИЮНЬ, 22
Екатерина Барабаш
Кинокритик и журналист Екатерина Барабаш уволена из «Интерфакса» за критику власти в фейсбуке. Об этом сама Екатерина Барабаш написала на своей странице в фейсбуке: «Итак, меня уволили из «Интерфакса». Формально – по собственному желанию, на деле – попросили поскорее исчезнуть, дабы беды не навлечь. Нет-нет, я не примеряла перед входом в «Интерфакс» пояс шахида и не стояла перед кремлевской стеной с плакатом «Интерфакс требует привлечь к суду кровавый путинский режим!», начертанный под родным логотипом. Но я, как выяснилось, слишком открыто не люблю российские власти, презираю министра культуры и московского мэра, люблю Украину, поддержала Майдан, а также меня тошнит от младенцев в пилотках и стриптизерш в георгиевских лентах. Обо всем этом я пишу в фейсбуке, а также в оппозиционной прессе, а это то ли не нравится, то ли может не понравиться нашим смотрящим в администрации президента».

ИЮНЬ, 22
ИА «Судебные решения РФ»
Роскомнадзор вынес предупреждение информационному агентству «Судебные Решения РФ» за публикацию решений российских судов. Это не первая попытка ведомства воспрепятствовать журналистам и СМИ распространять информацию об участниках судебных процессов. Претензии Роскомнадзора связаны с публикацией текстов двух решений и двух приговоров, которые ранее были размещены на официальных сайтах соответствующих судов. Как утверждает ведомство, редакция информационного агентства нарушила законодательство о персональных данных, разгласив сведения, позволяющие идентифицировать истцов и ответчиков. Под этим предлогом чиновники требуют удалить тексты судебных актов. При этом Роскомнадзор обосновал свое недовольство ссылкой на статью 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» («Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации»), в соответствии с которой не допускается использование средств массовой информации для разглашения специально охраняемой законом тайны. Однако не существует закона, которые относил бы персональные данные к тайне. Некоторые персональные данные – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, в соответствии с Указом Президента РФ относятся к сведениям конфиденциального характера, но опять же не являются тайной в правовом значении этого слова! Юридические уловки, с помощью которых Роскомнадзор пытается запретить публикацию судебных решений в зарегистрированных СМИ, на этом не заканчиваются. ИА «Судебные Решения РФ» обвиняется ведомством в нарушении порядка размещения в сети Интернет текстов судебных решений... самими судами! Но не смея обвинять служителей Фемиды, Роскомнадзор возлагает ответственность на журналистов! Но и этот хитрый трюк чиновники совершают не без обмана по сути: указанная ими же норма прямо содержит требование обнародовать фамилии и инициалы истцов, ответчиков, осужденных и многих других участников дела! Это не первая угроза в адрес ИА «Судебные Решения РФ» со стороны Роскомнадзора. Ранее чиновники присылали незаконные требования, защищая интересы преступников и мошенников. Более того, представители ведомства выступали в судебных процессах на стороне тех граждан, которые требовали удалить обнародованную информацию об их противозаконных действиях и наказать журналистов! В данном случае один из приговоров касается москвича Павла Ротина, осужденного за преступление против государственной власти. Остается загадкой, почему и зачем чиновники помогают ему предать такие деяния «забвению». «Принципы гласности судопроизводства и необходимость публикации текстов судебных решений с данными об участниках процессов поддерживаются всеми – и самими служителями Фемиды, и правозащитниками, и президентом России Путиным, – отмечает главный редактор ИА «Судебные Решения РФ» Павел Нетупский. – Только сотрудники Роскомнадзора категорически не приемлют принцип свободы слова. Причем действуют в интересах сомнительных личностей и создают различные «подлянки» журналистам». Его слова подтверждает сотрудник Фонда защиты гласности Роман Захаров: «Мне пришлось быть свидетелем судебных процессов, на которых сотрудники Роскомнадзора пытались убедить судей в необходимости наказания для журналистов и редакторов, которые, выполняя свою работу, обнародуют сведения о мошенниках и преступниках. И самое позорное, что все подобные деяния совершаются за счет налогоплательщиков! Отрадно, что суды поддерживают четко выраженную в нашем законодательстве позицию: гласность судопроизводства означает возможность использовать данные судебных решений журналистами».

ИЮНЬ, 23
ИА «СеверПост»
Журналисты информационного агентства «СеверПост» обратились к прокурору Мурманской области с просьбой провести проверку и возбудить уголовное дело по статье 144 УК РФ, части 2 («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации с использованием своего служебного положения»). Отвечать за нарушение закона должна начальник отдела информационно-аналитической работы и взаимодействия со СМИ администрации города Мурманска Елена Малышкина или ее руководители, которые дали ей незаконное поручение. «На протяжении двух с половиной лет, с момента получения информационным агентством «СеверПост.ru» свидетельства о регистрации СМИ и последующей за этим аккредитации при администрации города Мурманска, руководством отдела информационно-аналитической работы и взаимодействия со СМИ администрации города Мурманска осуществляется намеренное воспрепятствование работе журналистов информационного агентства «СеверПост.ru» и ограничение на получение информации», - заявил главный редактор информационного агентства СеверПост.ru Дмитрий Высоцкий. В заявлении в прокуратуру журналисты приводят примеры, когда в мэрии намерено воспрепятствовали их журналисткой деятельности, тем самым нарушая принцип открытости власти и законы РФ. «Мы просим провести проверку по указанным в заявлении фактам, опросить сотрудников администрации, и предадим огласке все, что они будут говорить в свое оправдание. Параллельно мы обратились в Общероссийский народный фронт с просьбой помочь реализовать законные права журналистов на территории Мурманской области», - пояснил главный редактор.

ИЮНЬ, 23
Владимир Кучеренко
Писателя-футуролога и журналиста Владимира Кучеренко, более известного под псевдонимом Максим Калашников, задержали в Москве после обыска в его доме. Об этом сообщает телеканал «Дождь» со ссылкой на Константина Бабкина, председателя Партии дела, в которой состоит журналист. Поводом для обыска стала возможная связь журналиста с запрещенной в России организацией «Народное ополчение Минина и Пожарского» (НОМП), сообщил главный редактор портала «Форум.мск» Анатолий Баранов со ссылкой на самого Калашникова. По словам Баранова, в доме писателя искали устройство, с которого якобы в интернете публиковались антисемитские материалы. По его данным, обыски проходили в рамках дела, возбужденного по статье «Экстремизм», которое ведет Главное следственное управление Следственного комитета по Москве и области. Адвокат Гаджи Алиев рассказал, что в ходе обыска у Калашникова изъяли всю технику, а сам он находится в статусе свидетеля. Задержанный журналист лично знаком с отставным полковником ГРУ Владимиром Квачковым, основавшим НОМП. 2 июня Квачкову предъявили обвинение в оправдании терроризма. Это уже третье уголовное дело, возбужденное в отношении бывшего военного, известного по делу о покушении на Анатолия Чубайса и отбывающего в настоящий момент восьмилетний срок за попытку организации вооруженного мятежа и содействие террористической деятельности.

ИЮНЬ, 23
«Эхо Москвы в Санкт-Петербурге»
«КоммерсантЪ»
«Фонтанка»
«Мой район»
«Закс.Ру»
«Агентство Бизнес Новостей»
«Росбалт»
«Лениздат»
«Деловой Петербург»
Бойкот спикеру петербургского парламента объявили журналисты. Они возмущены проявлениями цензуры в стенах заксобрания. «Нет цензуре в Заксобрании!» - заявили журналисты парламентского пула. Неприемлема практика согласования, а зачастую несогласования или просто игнорирования вопросов на актуальные темы. Журналисты напомнили, например, что задать вопрос по мосту имени Ахмата Кадырова было невозможно. Представитель пресс-службы говорил, что этой темы спикер касаться не будет. Когда же во время непосредственно самого подхода к прессе вопрос звучал без согласования - спикер Вячеслав Макаров отворачивался и говорил: «коллеги, следующий вопрос». Не давали спросить и о возможных коррупционных связях родственников председателя Закса. Пока подобная практика не изменится, вопросы спикеру задаваться не будут. В итоге когда слово во время подхода было дано репортеру Закс.ру, было сказано: «В поддержку акции журналистов мы отказываемся задавать вопросы». На этот раз уже журналисты повернулись спиной к спикеру и демонстративно ушли. К акции присоединились парламентские журналисты ведущих местных изданий: «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге», «КоммерсантЪ», «Фонтанка», «Мой район», «Закс.Ру», «Агентство Бизнес Новостей», «Росбалт», «Лениздат» и «Деловой Петербург».

ИЮНЬ, 23
Телепрограмма «Полный абзац»
В администрации губернатора Свердловской области будет рассмотрен вопрос о политической целесообразности дальнейшей трансляции в эфире «Областного телевидения» сатирической программы «Полный абзац» под руководством известного телеведущего Вадима Глазмана. Как сообщают источники «URA.Ru», уже принято принципиальное решение о ее закрытии. Формальная причина - участие Вадима Глазмана в политическом противостоянии властей Екатеринбурга и Свердловской области. В частности, он до последнего времени критиковал бывшего вице-мэра Владимира Тунгусова. После назначения Тунгусова на пост главы администрации губернатора такой формат в резиденции сочли недопустимым.

ИЮНЬ, 23
СМИ Ставропольского края
В Ставрополе на очередном заседании совета редакторов СМИ при губернаторе обсуждались наболевшие темы: безопасность и противодействие распространению экстремистских идей, поддержка подписки на региональные издания, подготовка профессиональных кадров для работы в сфере массовых коммуникаций. Заместитель председателя краевого правительства Юрий Скворцов в своем импровизированном, по его словам, докладе привёл конкретные цифры, полученные из ведомства ФСБ: большинство российских граждан, выезжающих в Сирию и Ирак для участия в боевых действиях на стороне исламских фундаменталистов – уроженцы Северного Кавказа. В итоге присутствующим было предложено активизировать информационно-пропагандистскую работу по противодействию экстремистским идеям, согласуя её с руководством силовых структур и администрации - чтобы не распространять через СМИ «информацию, способную негативно повлиять на население». Скворцов предложил создать в крае министерства пропаганды, цель которого – «сложить воедино все пазлы – историю, спорт, юнармейское движение». Предложение не нашло поддержки ни у членов совета, ни у губернатора Владимира Владимирова, который чётко дал понять: никаких дополнительных краевых министерств создавать не планируется. Изучением истории и патриотическим воспитанием можно заниматься и без расширения бюрократического аппарата, способного вызвать раздражение населения. Тем более не ясно, в чем будет суть пропаганды, если в стране отсутствует единая трактовка исторических событий. Другую идею озвучил заместитель председателя краевого комитета по делам национальностей и казачества Алексей Чаплыгин. В дополнение к министерству, предложенному предыдущим оратором, он возмечтал об единой краевой сети патриотически настроенных блогеров, которые будут противодействовать распространению экстремистских идей в социальных сетях. Ядром такого блогерского сообщества должны стать студенты факультета журналистики СКФУ: именно они, по мнению зампреда, «обеспечат эффект постоянного присутствия» в глобальной сети. К счастью, и идея подобной блогерской сети не вызвала энтузиазма. А вот выступление первого заместителя генерального директора Издательского дома «Ставропольская правда» Андрея Володченко вызвало и сочувствие, и понимание. Он говорил о дороговизне и нарушении сроков доставки прессы со стороны «Почты России». Ситуация усугубилась после того, как в 2014 году были отменены государственные субсидии, выделяемые этому ведомству для частичного покрытия затрат, связанных с доставкой подписных изданий. В итоге подписка существенно возросла в цене, а тиражи упали. Между тем, печатные СМИ, рассказывающие о местных проблемах, по-прежнему востребованы населением, особенно в сельской местности. Тем более, как отметил А. Володченко, около 60% жителей страны до сих пор не имеют доступа к Интернету. Но никаких предложений по решению этой проблемы со стороны краевой администрации озвучено не было. Не были названы и причины сокращения количества газетных киосков, расположенных на остановках общественного транспорта. Видимо, гораздо проще всё-таки создать новое министерство… Краевая пресса на пустопорожнем совещании потопталась. «Господа, вы Конституцию читали?» – прямо спрашивает со своих страниц газета «Ставропольский репортер». Прежде чем делать подобные предложения главе региона, а тем более озвучивать их перед журналистами, может, стоит некоторым, особо забывчивым чиновникам, ввести сдачу официального экзамена на знание Конституции? Пусть освежат в памяти статьи, касающиеся идеологического многообразия, многопартийной системы и отказа от единственно правильной государственной идеологии. И патриотизм каждый понимает по-своему: для одних его олицетворяют Сталин и ГУЛАГ, для других – Колчак и Деникин, для третьих – герой России Рамзан Кадыров и байкер «Хирург». «У пропаганды определений много, но ее сердцевина - агрессивное насаждение людям какой-то информации, часто лживой или однобокой, вторжение в человеческий мозг, - пишет газета «Ставропольские ведомости». «Пропаганду еще язвительно называют искусством сфотографировать черта без рогов и копыт и подать его Спасителем. Центр усилий пропагандистов - идея и идолы. Торжество пропаганды, формирование ее институтов - удел диктаторских и похожих на них режимов. Так что человек, серьезно предлагающий создать министерство пропаганды в одном отдельно взятом субъекте Российской Федерации в наше время, по меньшей мере, не понимает, в каком обществе он живет. А по большей мере - мечтает, может даже подспудно, о тотальной идее и идолах. И почему-то страшно боится правды, готов по этой причине предложить обществу обманку вместо действительно нужных механизмов передачи смыслов от власти к обществу и наоборот. То, что проблема передачи этих смыслов существует, давно известно. У нас явно не хватает правдивой информации о работе власти. Не «информашек» о том, куда поехал губернатор и с кем встретился, - их, пустых и ненужных, навалом во всех СМИ, - а серьезных аналитических статей, показывающих вектор усилий власти, смысл тех или иных ее действий, с их оценкой. И не зря сомнительное предложение возникло во время обсуждения проблемы безопасности - самой закрытой от журналистов темы. Другие, кстати, закрыты не меньше. У нас ведь нередка такая ситуация, когда прессу во время того или иного совещания просят удалиться. Хотя какие могут быть тайны от народа, от имени которого и именем которого действует власть?».

ИЮНЬ, 24
«Молодежная газета»
В Ульяновске фотокорреспондент местной «Молодежной газеты» обратился в полицию по факту незаконного воспрепятствования его профессиональной деятельности. Он подвергся нападению на городском пляже. Как сообщает само издание, журналист пришел на Центральный городской пляж в рабочее время по заданию редакции, чтобы снять место отдыха горожан. Во время работы к нему подошел неизвестный мужчина и в грубой форме, с угрозами стал настаивать на прекращении съемки. Неизвестный потребовал служебное журналистское удостоверение фотокорреспондента, которое тот ему и предоставил. После этого мужчина скрылся вместе с удостоверением. У редакции есть фотография мужчины – она была вместе с заявлением предоставлена в правоохранительные органы для установления личности неизвестного и привлечения его к ответственности по факту незаконного воспрепятствования деятельности журналиста и присвоения журналистского удостоверения. В редакции заявили, что шокированы инцидентом. «Средь бела дня, на муниципальном пляже, который принадлежит городу Ульяновску, неизвестный препятствует работе журналиста областной газеты и незаконно конфискует у него служебное удостоверение. Как выяснилось, единой охраны на пляже как таковой нет, отдельные участки охраняются каждый своим ЧОПом. Так что если на городском пляже совершится преступление, вся ответственность за это будет лежать на городской власти», – говорится в сообщении издания.

ИЮНЬ, 27
«Санкт-Петербургские ведомости»
Компания «ЛенСпецСМИ» направила в суд иск к издательскому дому «Санкт-Петербургские ведомости», который выпускает одноименную газету. Об этом пишет «Агентство бизнес новостей» со ссылкой на главного редактора газеты Дмитрия Шериха. Истец требует признать незаконным «бездействие» редакции. По мнению застройщика, газета отказалась реализовывать право компании на ответ на публикацию. Также «ЛенСпецСМУ» требует опубликовать сообщение от лица компании в рамках права на ответ. В «Санкт-Петербургских ведомостях» пояснили, что никакого формального отказа дано не было. «Никакого формального, юридического отказа не существует. И я их текст ответа впервые прочитал в исковом заявлении (при том, что я главный редактор). А сам этот ответ комичен. Законом точно предписано, что в ответе должны быть четкие формулировки – что, по мнению заявителя, журналист написал не так. В тексте же ЛенСпецСМУ была буквально одна фраза, что статьи содержат домыслы авторов, а остальное – слова о том, какая компания замечательная, сколько построила, и даже приводится телефон отдела продаж», - рассказал Шерих. Как отмечается, конфликт разгорелся после публикации материалов о строительстве комплекса «Речной» и развитии территории Варшавского вокзала. В газете не признают исковых требований «ЛенСпецСМУ». Юристы издательского дома готовят свою позицию к ближайшему заседанию.

ИЮНЬ, 27
Александр Ягодкин
Газета «Московский комсомолец» в Воронеже»
В Арбитражном суде Воронежской области завершилось рассмотрение иска о защите деловой репутации, который подало ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж», дочерняя компания «Газпрома». Причиной жалобы стала публикация в газете «Московский комсомолец» в Воронеже». Ответчиками в процессе выступали издатель газеты ООО «Редакция региональных медиапрограмм» и журналист, автор публикации Александр Ягодкин. Напомним, текст статьи Александра Ягодкина «Хроники коммунального ограбления» содержал критику деятельности компании-истца. Однако руководство ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж», посчитало, что материал содержит недостоверные и порочащие сведения о деятельности предприятия (см. монитор за январь 2016 года). Суд частично удовлетворил требования истца. Были признаны порочащими и недостоверными две фразы: «Межрегионгаз» с фантастической наглостью продолжал отключать системы жизнеобеспечения добросовестным плательщикам Воронежа, и никакие законы или аудиторы Deloitte ему были не указ»; «Больше того, в декабре 2012-го владельцы пригрозили, что вырубят Воронеж на Новый год, если долги им не погасят; 26 котельных «Воронежтеплосети» из 69 уже вырублены, а скоро перекроют газ и остальным, взяв население в заложники». Суд постановил опровергнуть эти высказывания в газете и на сайте «МК» в Воронеже». Кроме этого, с ответчиков взысканы солидарно расходы на лингвистическую экспертизу (30 тыс. рублей) и государственную пошлину (6 тыс. рублей). Сейчас решается вопрос об обжаловании судебного решения.

ИЮНЬ, 27
Съемочная группа телеканала «Крым 24»
В Гурзуфе (Республика Крым) полиция задержала жителей, возмущенных передачей пляжа «Гуровские камни» лагерю «Артек», а также журналистов. Об этом сообщает портал «Примечания». «К нам на пляж «Гуровские камни» приезжал крымский канал «Крым 24» и брал интервью у местных жителей! Приехали органы правопорядка и забрали их давать показания и объяснения. Также забрали еще несколько человек, которые активно давали интервью.», - приводит портал слова журналистки Екатерины Петуховой. В тот же день около 250 жителей Гурзуфа вышли на митинг против включения жилого массива в границы международного детского центра «Артек». Митинг прошел в Ялте, так как власти Гурзуфа не дали разрешения на его проведение. Обе акции протеста вызваны тем, что в марте 2015 года границы «Артека» расширили на 10 гектаров - до 218 га общей площади. К территории лагеря отошли и жилой массив, и один из наиболее популярных пляжей Гурзуфа «Гуровские камни», уточняет издание «Новый день».

ИЮНЬ, 28
Ольга Рипачева
В городе Шахты (Ростовская область) на журналиста портала «КВУ» напали во время выполнения задания. Все началось до обыденности просто. В редакцию обратились жители улицы Ленина: почти месяц они сидят без воды из-за соседей, которые самовольно отрезали дома №76,78 и 80 от водопровода. Конфликт между людьми, которые устали сидеть без воды, длится не первый месяц. Люди обратились в редакцию «КВУ», чтобы журналисты помогли разобраться в ситуации. Получив задание от редактора, имея при себе удостоверение сотрудника издания и удостоверение члена Союза журналистов России, Ольга Рипачева отправилась на задание. В 17:30 ч. она была на месте. Выслушав одну сторону и тщательно изучив документы, Ольга Рипачева отправилась узнать аргументы другой стороны. На звонок вышла хозяйка дома - пожилая женщина. Она кричала, что она не нарушает закон и во всем винила соседей. Не прошло и пяти минут, как к дому подкатил черный автомобиль, из которого вышли четверо крепких мужчин и двинулись на журналиста. «Сказать, что мне было не по себе, значит, ничего не сказать, - рассказала в редакции Ольга. - Один из них оказался братом хозяйки домовладения. Обратившись к нему за разъяснением, услышала крики «Обращайтесь в суд». Процесс объяснения родственника журналист снимала на камеру телефона. Одному из «группы поддержки» это явно не понравилось и он выхватил мобильник. На фотокамере остались снимки машины, на которой приехали «братки» и лицо того, кто повредил чехол телефона и видеокамеру. «Спасибо жителям улицы, кто успел защитить меня и вырвать из рук телефон, говорит Ольга. - Соседям досталось больше. Моей защите - Алексею Удот, едва не выбили зубы - разбили губу, а женщине, когда она пыталась спасти мой телефон, в кровь расцарапали руку». Показав силу, «группа поддержки» также толпой села в машину и уехала, при этом выкрикивая из окна матерные слова и показывая неприличные жесты. В 18:05 ч. жители не растерялись и тут же вызвали наряд полиции, которая прибыла через несколько минут. После пояснения, что произошло, все вместе отправились в Отдел писать заявления и давать пояснения по факту нападения.

ИЮНЬ, 28
Газета «Совершенно секретно»
В Карачаево-Черкесии суд по делу газеты «Совершенно секретно» будет проходить в закрытом режиме, потому что в процессе будет рассматриваться засекреченный документ. Такое решение приняла судебная коллегия Верховного суда Карачаево-Черкесии. Ранее Черкесский городской суд удовлетворил иск прокуратуры и признал экстремистской статью «Интернационализм» по-карачаевски», опубликованную в газете. Редакция газеты не согласилась с этим решением и обжаловала его в Верховном суде КЧР. Секретный документ, на который ссылается прокуратура - служебная записка председателя КГБ СССР Юрия Андропова от 9 декабря 1980 года «О негативных процессах в Карачаево-Черкесской автономной области». В ней приводятся факты массовых преступлений карачаевцев по отношению к русским и объясняются они местью за депортацию, обидой на Советскую власть. Редакция не ограничилась только цитированием давнего документа, а поставила диагноз: от преступлений сталинского режима страдают спустя десятилетия ни в чем не повинные люди, налицо полный крах советской национальной политики. «Речь идет об эрозии и даже крахе действительно фундаментальных скреп государства, а председатель самой могущественной в СССР конторы – Комитета государственной безопасности – выступает в роли лишь фиксатора событий и стороннего наблюдателя, неспособного даже предложить хоть что-то». В суде возник спор, является ли записка «компетентных органов» до сих пор секретной. Сначала представители газеты утверждали, что срок секретности служебной записки Андропова составлял 30 лет и истек в 2010 году. Но Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ) на официальный запрос учредителей газеты - ООО «Совершенно секретно – Ньюпресс», назвал другой срок: межведомственной комиссией по защите государственной тайны РГАНИ рассекречивание указанного документа запланировано в 2016 году. На судебные заседания приезжают карачаевские старейшины. Они не верят в существовании этой записки и считают, что никогда между карачаевцами и русскими не было таких отношений, о каких там повествуется.

ИЮНЬ, 29
Ахмеднаби Ахмеднабиев
В России исчерпаны все возможности для отстаивания прав потерпевшей стороны по делу об убийстве журналиста Ахмеднаби Ахмеднабиева, заявил адвокат Тумас Мисакян. По его словам, Верховный суд Дагестана оставил в силе решение об отказе в удовлетворении жалобы на бездействие следователей. Корреспондент «Кавказского узла» и заместитель главного редактора «Нового дела» Ахмеднаби Ахмеднабиев был убит 9 июля 2013 года в пригороде Махачкалы. Очередное постановление о приостановлении дела об убийстве Ахмеднаби Ахмеднабиева было принято 27 ноября 2015 года. 10 марта Советский райсуд Махачкалы отказал адвокату Тумасу Мисакяну в удовлетворении жалобы на приостановление следствия по делу. 27 апреля Верховный суд Дагестана подтвердил это решение. По словам адвоката Тумаса Мисакяна, в феврале текущего года им было направлено заявление в следственное управление СКР (СУ СКР) по Дагестану. В данном заявлении адвокат, по его словам, попросил возбудить уголовное дело в отношении следователей и прокуроров, которые «отказали в возбуждении уголовного дела после покушения на журналиста Ахмеднаби Ахмеднабиева 11 января 2013 года» и «не приняли никаких мер для защиты его жизни». «Но ответ на свое заявление я так и не получил. По истечении двух месяцев я подал жалобу на бездействие сотрудников СКР, не отреагировавших на мое заявление, в Советский районный суд Махачкалы», - рассказал адвокат. В мае районный суд отказал в удовлетворении жалобы, постановление суда первой инстанции было обжаловано в Верховном суде Дагестана. «Однако Верховный суд республики оставил в силе решение первой инстанции. Таким образом, внутри страны исчерпаны все возможности для отстаивания прав потерпевшей стороны по делу Ахмеднаби Ахмеднабиева. Осталось дождаться решения Европейского суда по правам человека», - сказал Тумас Мисакян. 8 июня Тумас Мисакян направил жалобу в Европейский суд по правам человека. Расследование убийства Ахмеднаби Ахмеднабиева велось неэффективно, а власти не приняли мер для защиты журналиста, отмечается в жалобе, которую Мисакян подготовил при поддержке Центра защиты прав СМИ. «Правоохранительные органы знали, что Ахмеднабиев с большой вероятностью мог стать объектом агрессии, и что существовала реальная и непосредственная угроза для его жизни. Однако никаких мер для его защиты принято не было, власти не предоставили Ахмеднабиеву защиту ни после угроз, ни после покушения», – заявил адвокат Тумас Мисакян.

ИЮНЬ, 29
Телерадиокомпания «Эфир 12 канал»
В Татарстане следователи возбудили уголовное дело против должностных лиц чистопольской телерадиокомпании «Эфир 12 канал», задолжавшей сотрудникам 500 000 рублей зарплаты, сообщает пресс-служба прокуратуры РТ. Ранее в надзорное ведомство поступила соответствующая коллективная жалоба. Проверка показала, что четыре сотрудника компании не получали зарплату с ноября 2015-го по апрель 2016 года. Как стало известно KazanFirst, у телекомпании также образовался долг по арендным платежам перед собственником помещения. Из-за разбирательств отключены радиоретрансляторы.

ИЮНЬ, 29
СМИ Пензы
В Пензе журналистам запретили присутствовать на процессе по иску иноагента. Судья Юлия Андрианова запретила сотрудникам редакций пензенских СМИ присутствовать на открытом процессе по иску АНО «Издательский дом «Валентин Мануйлов» к управлению минюста РФ по Пензенской области в статусе журналистов. В самом начале заседания судья Юлия Андрианова потребовала от журналистов, присутствовавших на открытом процессе, аккредитацию. «Какая пресса? Аккредитация, сведения… Разрешение лицам, не участвующим в деле, - только с разрешения участников процесса. Чтобы мне вас правильно назвать? Мне нужна аккредитация государственная, все-все-все данные», - сказала судья, отвергнув при этом предложение корреспондента ИА «Пенза-Пресс» предоставить редакционное удостоверение. Представители издательского дома Валентин Мануйлов и заместитель главного редактора газеты «Улица Московская» Евгений Малышев, которые оспаривают в суде решение регионального управления минюста о включении автономной некоммерческой организации в список иностранных агентов, не возражали против присутствия на заседании журналистов. Однако представители регионального управления минюста высказались против. «Пресса, пожалуйста, покиньте зал. Давайте все выходим», - сказала судья. При этом на вопрос одного из журналистов, является ли процесс закрытым, она ответила отрицательно. Только когда представители прессы согласились присутствовать на заседании в качестве простых слушателей, судья разрешила им остаться. При этом она запретила не только видеосъемку, но и ведение аудиозаписи, хотя пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 13 декабря 2012 года обращает внимание судов на то, что «положения части 7 статьи 10 ГПК РФ, части 3 статьи 24.3 КоАП РФ, части 5 статьи 241 УПК РФ не предусматривают обязанность лиц, присутствующих в открытом судебном заседании и фиксирующих его ход в письменной форме и (или) с помощью средств аудиозаписи, уведомлять суд и получать у него разрешение на фиксацию хода судебного разбирательства в данных формах». При этом фотосъемка, видеозапись, киносъемка, а также радио- и телевизионная трансляция судебного разбирательства осуществляются исключительно с разрешения суда.

ИЮНЬ, 30
Все СМИ
Пресс-центр 38-го Московского кинофестиваля поможет журналистам, которые имеют аккредитацию на киносмотр, но не получили билеты на церемонию закрытия, попасть в зал. Об этом сообщила директор пресс-центра Анастасия Манукова. «Всем журналистам, которым необходимо освещать церемонию [закрытия] и у которых будут только бейджи, мы, конечно, поможем попасть в зал, будем работать в «ручном режиме». Мы всегда встречаем, провожаем представителей СМИ в зал, это обычная история. Желающих попасть на закрытие ММКФ больше, чем имеющихся у нас билетов. К сожалению, после реконструкции [кинотеатра] «России» мест в зале стало значительно меньше», - рассказала она. Напомним, ранее сообщалось, что журналистам, которые работают на Московском международном кинофестивале, не выдали приглашения на церемонию закрытия ММКФ. В результате без билетов на церемонию закрытия ММКФ оказались представители ведущих российских общественно-политических изданий.

ИЮНЬ, 30
Сайт «Моя реклама»
Брянский сайт «Моя реклама», который входит в холдинг «Пронто-центр», лишится раздела новостей. Журналисты «Моей рекламы» работали в информационном агентстве «События», которое было представлено в нескольких областях. Накануне все получили неожиданное и неприятное известие о предстоящих увольнениях. Как пояснил «Брянским новостям» один из корреспондентов, владельцы холдинга решили сосредоточиться на коммерческой работе, хотя сайт приобрел известность и среди читателей. Работы лишатся полтора десятка сотрудников, что стало для всех ударом.

ИЮНЬ, 30
Даниил Александров
Правоохранительные органы завели административное дело на журналиста Даниила Александрова, который приехал в Карелию, чтобы сделать для издания Meduza репортаж на Сямозере, где случилась трагедия со школьниками. Ему вменяют «осуществление деятельности без лицензии» (статья 19.20 Кодекса об административных правонарушениях). Как пишет издание 7х7, журналист проводил встречи с очевидцами, беседовал с главой Эссойльского поселения Андреем Орехановым, находившимся в ходе спасательной операции на месте событий. «После того, как мы с Орехановым вышли из здания Эссойльской администрации, к нам подошли двое полицейских и пригласили на беседу. Сначала у Ореханова спросили, знает ли он, кто я такой. Он сказал, что знает, назвал меня по имени, сообщил, что я из «Медузы». Дальше разговор пошел о том, что «Медуза» - это иностранное издание и я должен был получить аккредитацию в российском МИДе для осуществления журналистской деятельности. На мои утверждения о том, что формально я не являюсь корреспондентом «Медузы», а только делаю для них репортаж, мне было сказано, что сейчас у меня могут изъять всю аппаратуру и собранные материалы, а дальше, мол, суд разберется. Второй вариант - подписать протокол об административном правонарушении и ехать восвояси. Я выбрал второй вариант. С Ореханова также взяли письменное объяснение», - заявил журналист. По словам Александрова, это первый подобный случай с журналистами, пишущими для издания Meduza. Также он обратил внимание, что информация о его перемещениях нигде не публиковалась, но лишь озвучивалась в телефонных разговорах и в социальных сетях. Поэтому он подозревает, что информация «утекла» именно оттуда.

ИЮНЬ, 30
Владимир Лузгин
Стало известно, что житель Перми Владимир Лузгин осужден по ч. 1 статьи 354.1 УК («Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично») за републикацию на своей странице в соцсети «ВКонтакте» статьи «15 фактов о бандеровцах, или О чем молчит Кремль». Пермский краевой суд приговорил Лузгина к штрафу в размере 200 тысяч рублей. Суд счел, что статье содержатся заведомо ложные факты о совместном нападении СССР и Германии на Польшу 1 сентября 1939 года и развязывании этими государствами Второй мировой войны, не отраженные в приговоре Нюрнбергского трибунала. По мнению суда, Лузгин намеренно распространял ложные сведения, поскольку поддерживает идеи украинского национализма. Лузгин свою вину не признал. С точки зрения экспертов «Совы», в статье, среди прочего, содержится вольная интерпретация сути пакта Молотова-Риббентропа, а также некоторое количество спорных утверждений об эпизодах истории бандеровского движения, не все из которых имеют прямое отношение ко Второй мировой войне. Однако они полагают, что интерпретация, незнание, неверное изложение, даже намеренное искажение исторических фактов не должны являться поводом для уголовного преследования, если только они не сопровождаются призывами, возбуждающими ненависть и представляющими непосредственную опасность на сегодняшний день. А подобные призывы подлежат преследованию по статье 282 УК РФ. Поэтому эксперты выступали против принятия ст. 354.1 УК, формулировки которой (в особенности о распространении «ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны» позволяют карать за историческую дискуссию и тем самым нарушают право на свободу слова.

ИЮНЬ, 30
Евгений Власов
В Новочеркасске (Ростовская область) корреспондент портала «СитиЮг» Евгений Власов, выполняя редакционное задание, снимал последствия ливня, обрушившегося на Ростовскую область накануне. «На проспекте Баклановском в районе лицея №7 сзади ко мне подбежал мужчина, на вид лет сорока. Услышав какой-то невнятный крик, я получил несколько ударов по спине тупым предметом, мне показалось, что это была труба. С сумкой на плече и редакционной камерой я бросился бежать. Нападавший еще полквартала, выкрикивая угрозы, пытался меня догнать, - рассказал подробности происшествия Евгений Власов. Он отделался испугом, ссадинами и разорванной курткой. После нападения Евгений написал заявление в полицию. Пока нападавший не задержан. «Я надеюсь, что полиция сможет задержать неадекватного мужчину, ладно я здоровый, смог спастись, а если бы на моем месте оказалась женщина? Хочется верить, что полиция найдет нападавшего.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни