Результаты мониторинга
7 Апреля 2016 года

Результаты мониторинга ФЗГ за март 2016 года

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов и блогеров – 5 (Лена Мария Перссон-Лефгрен, корреспондент Радио Швеции, Эйстейн Виндстад корреспондент норвежского издания Ny Tid, Александра Елагина, журналист The New Times, Егор Сковорода, журналист «Медиазоны», Антон Прусаков, бывший сотрудник «Коммерсанта», Михаил Солунин, блогер, Иван Жильцов, пресс-секретарь «Комитета по предотвращению пыток», все – в Ингушетии; Сергей Овсянников, корреспондент газеты «Евпаторийская здравница», Крым; съёмочная группа «Тульской службы новостей», в Тульской области; Игорь Рудников, учредитель и редактор газеты «Калининградские «Новые колеса», Калининград; Юлия Скорнякова, журналист ИА «Чита.Ру», Чита).

Нападения на редакции, телецентры – 1 (редакция «Смоленской народной газеты», Смоленск).

Попытки цензуры – 3 (Первый городской канал, Нижний Новгород; телепрограмма «Обратная связь», Оренбург; информационное агентство «Дейта», Владивосток)

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 7 (Виктор Краснов, блогер, Ставрополь; Алексей Кунгуров, блогер, Тюмень; Константин Жаринов, блогер, Челябинск; Сайд-Эми Хасиев, главный редактор газеты «Молодежная смена», Грозный; Андрей Бубеев, блогер, Тверь, - 2 раза; Ольга Ли, редактор газеты «Народный журналист», Курск).

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Артем Кудинов, главный редактор портала Doc22, Барнаул).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 2 (Алексей Кунгуров, блогер, Тюмень; съемочная группа украинского телеканала СТБ, в Курской области).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 23на сумму 22 071 000 рублейРассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 13, удовлетворено – 6, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 320 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 30

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 3 (Виктор Краснов, блогер, Ставрополь; Эрик Китуашвили, блогер, основатель проекта «Смотра.ру», Москва; съёмочная группа «Тульской службы новостей», в Тульской области).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (радио «Эхо Москвы», в Тюмени).

Прекращение выхода СМИ – 2 (газета «Ярмакс», печатная версия, Смоленская область; газета «Кримська світлиця», Крым).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 («Смоленская народная газета», Смоленск)

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 2 (сайт Акулыпера.рф, Владивосток; сайт российского подразделения Transparency International, Москва).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 9 (телефон Лены Марии Перссон-Лефгрен, корреспондента Радио Швеции, ноутбук, диктофон и модем Егора Сковороды, журналиста «Медиазоны», телефон и фотокамера Михаила Солунина, блогера, телефон Ивана Жильцова, пресс-секретаря «Комитета по предотвращению пыток», все – в Ингушетии; телефон Андрея Шалаева, главного редактора проекта «Бессмертный барак», во Владимирской области; компьютер Дмитрия Циликина, редактора рубрики «Культура и общество» в газете «Час пик», Санкт-Петербург).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 39

МАРТ, 1
Газета «Московский комсомолец»
Председатель движения «Народный Собор» в Санкт-Петербурге Анатолий Артюх по инициативе Общественного Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Марии Волковой подал в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда на редакцию газеты «Московский комсомолец». Напомним, что 22 ноября 2013 года в газете вышла статья под названием «Додину подкинули свиную голову. Так режиссеру отомстили за показ яко бы гомосексуального спектакля», в которой журналист Наталья Черных сообщила: «В скандальной выходке подозревают так называемых питерских «казаков». Анатолий Артюх накануне акции написал открытое письмо, в котором не только обвинял режиссера Додина в пропаганде гомосексуализма, но и прямо обещал подбросить к театру свиную голову». В исковом заявлении заявлена сумма моральной компенсации два миллиона рублей.

МАРТ, 1
Газета «Компас-ТВ»
Арбитражный суд Иркутской области прекратил производство по иску о защите деловой репутации администрации Тулуна к местной газете «Компас-ТВ» за материал о ситуации с ремонтом в учебно-методическом центре «Перспектива». Как сообщает пресс-служба регионального отделения Общероссийского народного фронта, оказавшего правовую поддержку изданию в этом деле, суд признал, что оспариваемые городской мэрией цитаты не носят порочащего характера. Кроме того, истец неверно определил подведомственность дела, потому что характер спора не является экономическим. В публикации Анастасии Бронниковой «Визитная карточка тулунской власти», вышедшей в августе 2015 года, указано, что результаты независимой экспертизы показали некачественное проведение ремонта в учреждении. В связи с этим было высказано мнение, что в приемке таких работ следует винить именно администрацию, сотрудники которой подписывали акты выполненных работ наряду с заказчиком. Однако чиновники стали отрицать какую-либо причастность к ремонту и потребовали опровержения ряда фраз (см. монитор за февраль 2016 года). Суд установил, что оспариваемые цитаты не являются порочащими. К примеру, не могут быть расценены как порочащие сведения фразы «подписала акт приемки работ» и «продолжает утверждать, что ремонт кровли выполнен качественно в соответствии со всеми нормами», поскольку эта информация не умаляет деловой репутации истца, так как не содержит сведений о нарушении законодательства. Еще одним основанием для отказа в удовлетворении иска тулунской мэрии является то обстоятельство, что оспариваемая информация, в частности, о некачественном ремонте, соответствует действительности, поскольку подтверждается заключением экспертизы.

МАРТ, 2
Интернет-ресурс «Сиб.Фм»
Судебная коллегия Мосгорсуда оставила в силе предупреждение Роскомнадзора, который оценил картинку с изображением Пушкина, Иисуса и Путина как «осуществление экстремистской деятельности». В прошлом году сетевое издание «Сиб.Фм» получило предупреждение Роскомнадзора из-за иллюстрации к заметке о прошедшем в правительстве Новосибирской области круглом столе «Цивилизационный выбор России: единство истории, единство народа, единство России». На этом мероприятии было представлено изображение так называемого скетча под названием «Гори, гори, моя свеча». На самой картинке были изображены трое мужчин в трусах, вместо голов в фоторедакторе им были приделаны головы Путина, Пушкина и Иисуса Христа. Авторы этого изображения - новосибирская арт-группа «Синие носы», занимающаяся созданием провокационных произведений в жанрах видеоарта, перформанса и коллажа. Их работы экспонируются в Государственной Третьяковской галерее, они неоднократно участвовали в московских бьеннале современного искусства, Венецианском бьеннале и других крупнейших выставках. В июне 2015 года «Сиб.Фм» подал жалобу на предупреждение Роскомнадзора. 21 сентября Таганский районный суд Москвы отказал в удовлетворении жалобы с мотивировкой, что «иллюстрация является ничем иным, как глумлением над святыней, и, как следствие, над религиозной верой христиан в целом и чувствами каждого христианина в отдельности». Отметим, Роскомнадзор предоставил в суд заключение культуролога, хотя по этой категории дел должна была проводится психолого-лингвистическая экспертиза. В ней было указано, что изображение оскорбляет, порочит честь и достоинство персонажей иллюстрации. Ходатайство заявителя о назначении компетентной экспертизы было отклонено судом (см. монитор за сентябрь 2015 года). «Сиб.Фм», не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу. 2 марта 2016 года Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда оставила апелляционную жалобу без удовлетворения. По мнению суда второй инстанции, меры Роскомнадзора носили «профилактический и пресекательный характер». Судебная коллегия решила, что «судом обоснованно отмечено, что изображение образа Иисуса Христа в карикатурной форме является глумлением над религиозной верой христиан, поскольку подобное изображение оскорбляет чувства верующих и может воспринято как возбуждение религиозной розни». «Сиб.Фм» на этом не остановится и будет подавать кассационную жалобу на данное решение.

МАРТ, 2
Ирина Искорнева
В Мурманской области под Новый, 2016 год Ирина Искорнева была освобождена от должности главного редактора в газете «Печенга». ФЗГ уже рассказывал о непростых отношениях, сложившихся у главы города Заполярный Ивана Цыпилева и журналистов данного издания, в частности, о судебном споре главы с журналистами (см. монитор за май 2015 года, февраль 2016 года). В том случае Печенгский районный суд подтвердил изложенные Искорневой сведения: «Критика власти является неотъемлемым правом граждан, а любой политический деятель соглашается с тем, что становится объектом критики. В случае своего несогласия, критикуемый имеет право выступить с ответной репликой в том же самом СМИ», - разъяснил сторонам пути улаживания конфликта суд. В ноябре 2015 года Ирина Искорнева резко высказалась против повышения тарифов на коммунальные услуги в 2016 году. За эту критику, как считает сама Ирина, она и была уволена из газеты 29 декабря 2015 года. И вот 2 марта в Печенгском районном суде прошло заседание, в котором Ирина Искорнева значилась ответчиком - администрация района пыталась взыскать с неё ущерб, якобы причиненный при исполнении трудовых обязанностей. Суд отказал чиновникам, тем самым указав на несостоятельность заявленных обвинений. И установил, что незаконным является и само увольнение Искорневой. «Восстановить в должности директора, Искорневу И. Г. с 03.03.2016 г. и взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, а также взыскание денежной компенсации морального вреда» - так гласит итог судебного заседания.

МАРТ, 2
Газета «Тобольская правда»
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе истца А. Кошкарова на решение Тобольского городского суда Тюменской области, которым постановлено: «В удовлетворении иска Кошкарова А.М. о взыскании с Автономной некоммерческой организации «Информационно-издательский центр» «Тобольская правда» компенсации морального вреда в сумме отказать». Кошкаров обратился в суд с заявлением к редакции «Тобольская правда» о взыскании с компенсации морального вреда в размере. Требования мотивированы тем, что в программе телевидения на неделю, опубликованной ответчиком, предоставлена искаженная информация, в связи с чем, нарушаются его права в получении достоверной информации, предусмотренной статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Он является пенсионером, инвалидом второй группы, поэтому предоставление искаженной информации вызывают у него нравственные страдания. Поскольку судом первой инстанции с достоверностью установлено, что информационная база, а именно база данных «Телепрограмма для СМИ» предоставлена АНО ИИЦ «Тобольская правда» агентством ООО «Решение.ру» согласно договору, судебная коллегия приходит к выводу о том, что довод жалобы что именно ответчик несет ответственность за предоставление подписчикам газеты недостоверной информации о телепрограмме, судебная коллегия находит несостоятельным. Более того, в издании «Тобольская правда», до сведения читателей доведено предупреждение о возможных изменениях в телепрограмме. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца, основанных на нарушении его прав как потребителя на достоверную информацию, не имеется. Судебная коллегия определила: решение Тобольского городского суда Тюменской области оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Кошкарова А.М. – без удовлетворения.

МАРТ, 2
ИД «Биробиджан»
В Биробиджане трудовой коллектив издательского дома «Биробиджан» оказался в предзабастовочном состоянии. Долги по зарплате заставили сотрудников заявить о невыходе на работу уже с пятницы, 4 марта. О своем намерении уйти в вынужденные «отпуска» они уже сообщили как руководству, так и учредителю – правительству Еврейской автономии. Под угрозой срыва – выход свежих номеров двух областных газет «Биробиджанская звезда» и «Биробиджанер Штерн». Известно, что на этой неделе должна состояться встреча инициативной группы с губернатором области Александром Левинталем. Представители СМИ надеются, что во время этой встречи прозвучат конкретные предложения – как издательскому дому выбраться из финансовой ямы.

МАРТ, 2
Виктор Краснов
В Ставрополе начался суд над блогером Виктором Красновым, которого обвиняют в оскорблении чувств верующих за комментарий в социальной сети «ВКонтакте». Об этом на своей странице в «Фейсбуке» сообщает руководитель правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. Осенью 2014 года в ходе спора в комментариях группы «ВКонтакте» Краснов написал «Бога нет», а Библию назвал «сборником еврейских сказок». За эти слова двое участников дискуссии подали на него заявление в полицию, сообщает правозащитник. 4 февраля суд приступил к рассмотрению дела Краснова по существу, однако сами потерпевшие не явились на заседание. Суд обязал доставить их на сегодняшние слушания приводом. В конце 2015 года Следственный комитет предъявил Краснову обвинение по статье об оскорблении чувств верующих. Она подразумевает штраф и лишение свободы сроком до трех лет. Стоит подчеркнуть, что следствие принудительно поместило Краснова на месяц в психиатрическую больницу, однако экспертиза сочла его вменяемым, передает портал «Сноб». О потерпевших в деле Краснов знает только то, что они оба были на момент спора студентами юридического факультета. В основе дела - заявления этих потерпевших и лингвистическая экспертиза. Краснов все обвинения отвергает и настаивает на свободе выражения мнений в интернете. По словам блогера, параллельно с уголовным разбирательством ему приходят угрозы. Он также пожаловался на запугивание и давление на родных и близких, а также на их работодателей.

МАРТ, 2
ИА «Росбалт»
Сотрудников информационного агентства «Росбалт» в Москве эвакуировали из офиса редакции после того, как в полицию поступил анонимный звонок с сообщением о заложенной в здании бомбе, сообщается на сайте издания. На место инцидента прибыли пожарные машины, а территория оцеплена. Работают кинологи с собаками. В связи с этим работа московской редакции «Росбалта» будет какое-то время парализована.

МАРТ, 3
Газета «Известия»
«ФедералПресс Медиа»
«ФедералПресс»
Кинорежиссер Никита Михалков в судебном порядке требует более 2 млн рублей от газеты «Известия» за распространение ложных , по его мнению, сведений. Соответствующий иск подан в Савеловский суд Москвы, где началась досудебная подготовка по делу. Поводом для иска стала статья, опубликованная в «Известиях» 18 сентября 2015 года под названием «Михалков будет собирать налог на болванки еще 10 лет». В суде представитель истца Галина Енютина заявила, что ее доверитель оспаривает заголовок и фото к статье, которые, по его мнению, усиливают ложное впечатление о том, что якобы министерство культуры разрешило Михалкову лично собирать налог на электронные носители и получать прибыль. «Этим правом Минкультуры наделило не Михалкова, а «Союз правообладателей», председателем которого он является», - подчеркнула Енютина. В своем исковом заявлении Михалков требует 1,5 млн рублей с ОАО «Газета Известия», редакции газеты и сетевого издания за распространение ложных сведений, а также 800 тыс. рублей за использование его фото. Кроме того, соответчиками по иску стали ООО «ФедералПресс Медиа» и ООО «ФедералПресс», которые перепечатали данную статью, с них заявитель также требует 1,5 млн рублей и 800 тыс. рублей соответственно.

МАРТ, 3
РБК
Оскароносный режиссер и исполнитель роли царя Александра III в фильме «Сибирский цирюльник» Никита Михалков подал судебный иск на два миллиона рублей о защите чести, достоинства и деловой репутации против медиахолдинга РБК. Как заявил представитель Михалкова, иск был подан в начале февраля, а судебное заседание по делу назначено на 29 марта. Ответчиками выступают ЗАО «Росбизнесконсалтинг» и ООО «РБК Медиа». «Группа компаний РБК получила иск от имени Никиты Сергеевича Михалкова, связанный с защитой его чести и достоинства. Михалков посчитал недостоверной информацию, опубликованную в ряде материалов РБК… В настоящее время юристы холдинга изучают исковое заявление», - сообщил RNS представитель РБК. По словам представителя Михалкова, иск подан на миллион против каждого из ответчиков. Судебные претензии касаются материалов на сайте РБК «МВД начало проверку связанной с Михалковым фирмы из-за анонимного допроса» и «Михалков получил право еще десять лет собирать «налог на болванки». «Данные публикации вводят в заблуждение читателей, преподнося ложную информацию о Н. С. Михалкове в утвердительной форме, и содержат не соответствующую действительности и порочащую репутацию Михалкова информацию», - заявил представитель Никиты Михалкова.

МАРТ, 3
СМИ Купчино
Согласно принятому советом МО Купчино (Ленинградская область) решению, аудио-, видео- и фотоматериалы могут использоваться журналистами только с письменного разрешения муниципалитета. Принятый документ также налагает запрет на переработку любой текстовой информации, размещенной на сайте. Такие меры могут быть вызваны желанием администрации МО Купчино препятствовать активной деятельности журналистов. В документе утверждается, что правообладателем всех текстовых и графических, фото-, видеоматериалов, размещенных на сайте www.mokupchino.ru является МО Купчино. Помимо достаточно безобидного требования для обычных пользователей в указании ссылки на сайт при его цитировании, решение совета устанавливает особый порядок использования «авторских материалов» в СМИ. Согласно пункту 4: «Фото, аудио, видео и графические материалы, размещенные на сайте www.mokupchino.ru, могут быть использованы в любых СМИ только с письменного согласия МО Купчино, а также с обязательным размещением логотипа МО Купчино и гиперссылки на главную страницу сайта. «Переработка текстовой информации не допускается либо в случае, если не искажается ее смысл. Этот пункт, возможно, появился вследствие иска одного муниципалитета против СМИ, исказившего сведения, содержащиеся в официальном документе. Такое ощущение, что эти правила изменились из-за того, что муниципальным образованиям не слишком нравится активная деятельность журналистов. У них есть пункт, касающийся того, что журналист может использовать видео-, аудио- и фотоматериалы только с письменного согласия администрации. А далее следует пункт, в котором утверждается, что материалы могут быть использованы в социальных сетях и блогах, и единственное требование – это указать ссылку на официальный сайт», – сообщила Дарья Сухих ЗАКС.Ру.

МАРТ, 6
Региональные СМИ
На минувшей неделе в подмосковном Голицыно состоялась встреча представителей медиа отрасли России, на которой были представлены все стороны информационного сообщества страны: власть, медиабизнес, общественные экспертные организации. Организаторы мероприятия назвали его «мозговым штурмом». Главная задача встречи – подготовить предложения о поддержке региональных и муниципальных СМИ, которые будут направлены в ближайшее время президенту РФ. Задача эта вытекает из поручения президента Совету по развитию гражданского общества и правам человека. Председатель СПЧ Михаил Федотов вначале встречи познакомил участников с ретроспективой российских законов о поддержке СМИ, начиная с 90-х годов, охарактеризовал плюсы и минусы каждого из них, вспомнил яркие примеры, как положительные, так и отрицательные, как то: медийные войны холдингов, и констатировал факт, что сегодня на государственном уровне законов, поддерживающих СМИ, нет. Но есть Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», в соответствие с которым в бюджетах закладываются немалые деньги на СМИ. По оценкам экспертов, присутствовавшим на встрече, в прошлом году на СМИ в целом по стране было истрачено властями всех уровней бюджетных денег 150 миллиардов рублей, из них региональным СМИ досталось только 7-8 миллиардов. Декан факультета медиакоммуникаций Высшей школы Экономики Анна Качкаева, представитель общественной организации, изучающей российскую коррупцию «Transparency International» Илья Шуманов представили последние исследования о том, сколько денег тратят сегодня региональные власти на так называемую поддержку СМИ, которая, по сути, является покупкой лояльности прессы. Кроме широко распространенных способов поддержки (тендеры, субсидии) было представлено еще около двух десятков различных способов, к которым прибегают губернаторы в погоне за самопиаром, в том числе и криминальных. В ряде регионов в дополнение к существующим подконтрольным СМИ власть активно скупает раскрученные региональные приложения к федеральным СМИ для того, чтобы усилить инструмент своего влияния на граждан, а иногда и банально отмывает через них деньги. Вопрос сохранения журналистики как таковой представляется членам рабочей группы наиважнейшим, ведь никто не берет себе за труд отслеживать эффективность денег, потраченных властью на СМИ. Журналистика в изданиях, которые существуют, в основном, за счет средств бюджета, исчезает, читатель прочитывает эти газеты по диагонали и теряет к ним доверие. Этой проблемой, как пояснил Федотов, всерьез озабочен президент России. По его словам, не случайно представители Общероссийского народного фронта внесли в Государственную Думу законопроект «О запрете самопиара губернаторов», который, кстати, нашел поддержку практически у всех парламентских партий. Горячие думские головы предлагают ввести даже уголовную ответственность за нарушение норм будущего закона. Но пока самого закона нет. Рабочей группе, которая была собрана в Голицыно, было предложено сформулировать альтернативные предложения с учетом опыта работы в отрасли и знания положения на местах. А эксперты в ней были собраны опытные, со всех концов России. Самый простой и эффективный способ прекратить разом порочную практику «взаимодействия власти и СМИ» на местах - запретить регионам выделять деньги на поддержку СМИ, участники единодушно отмели. Это означало бы обвал на рынке СМИ и закрытие практически всех изданий, телекомпаний, учредителями которых сегодня являются органы власти, потому что зарабатывать самостоятельно на жизнь они не умеют, впрочем и особой нужды в этом у них никогда не было. Несмотря на то, что для частных изданий при таком сценарии открылись бы новые возможности, все участники сошлись на том, что Россия очень неоднородна. Не везде возникнут частные районные и городские СМИ, которые будут обеспечивать право граждан на получение информации, а интернет доступен далеко не каждому россиянину. Из наиболее приемлемых форм прозрачного распределения бюджетных денег на СМИ члены рабочей группы предложили создать сеть региональных фондов, в которых будут аккумулироваться средства из регионального бюджета на поддержку СМИ. Распределять эти средства, по мнению авторов проекта, могли бы специально созданные попечительские советы путем грантов средствам массовой информации и отдельным журналистам-фрилансерам, независимо от степени их близости к властным структурам. По поводу того, как сделать эти советы независимыми от власти, самодостаточными и прозрачными, чтобы они не превратились в очередные общественные палаты, встроенные во власть, было внесено много жизнеспособных предложений. Вот тут как раз и пригодился опыт региональщиков. Справедливости ради надо заметить, не во всех регионах губернаторы злоупотребляют деньгами налогоплательщиков в погоне за созданием позитивного образа власти. Среди участников группы был заместитель руководителя департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области, начальник отдела по развитию СМИ и массовых коммуникаций Илья Сахаров, который рассказал о том, как тратят деньги на СМИ из областного бюджета и какой имиджевый и даже экономический эффект от этого получает бюджет региона и губернатор. Такой открытости губернатора и его структур нам, кубанским журналистам, да и не только нам, можно только позавидовать. Не поверила бы чиновнику, если бы на встрече не было редактора оппозиционной областной газеты, который дал очень высокую оценку произошедшим в области переменам в связи с приходом в область губернатора Алексея Гордеева. Заместитель директора департамента правительства РФ по формированию системы «Открытое правительство» Георгий Белозеров напомнил участникам встречи, что с 1 марта текущего года деньгам, выделяемым на поддержку СМИ из региональных бюджетов, должен быть присвоен классификационный код. То есть, эти деньги становятся «мечеными», и теперь, как их не прячь в отчетах, сосчитать сколько же всего денег в регионе было потрачено на СМИ по итогам года, не составит труда. Разумеется, это не исключит таких скрытых форм, как спонсорская помощь СМИ компаний, аффилированных с властью. Но это уже будут деньги не налогоплательщиков. По словам Белозерова, деньги из региональных бюджетов СМИ должны выделяться исключительно на то, чтобы ярко доходчиво рассказывать гражданам об услугах, которые оказывает власть. По поводу термина «социальные проекты» члены группы условились не дискутировать вообще. Потому что при желании под эту оценочную категорию можно подвести что угодно. Задача перед ними стоит конкретная - разработать унифицированные предложения, которые бы подошли абсолютно всем участника регионального рынка СМИ: печатным и электронным, государственным и частным, независимо от сложившихся в регионе традиций и личности губернатора. В средине марта документ, выработанный рабочей группой в Голицыно, будет представлен в Москве широкой общественности для обсуждения.

МАРТ, 7
Сайд-Эми Хасиев
По сообщению издания ChechnyaTODAY, в Грозном (Чеченская Республика) на пресс-конференции по итогам работы за 2015 год к прокурору республики Шарпудди Абдул-Кадырову обратились журналисты ведущих чеченских СМИ с просьбой взять под личный контроль уголовное дело в отношении главного редактора ГАУ «Республиканская молодежная газета «Молодежная смена» Сайд-Эми Хасиева. Проведенной проверкой было установлено, что в отношении него органами предварительного следствия возбуждены и расследуются два уголовных дела о присвоении вверенного имущества и служебном подлоге (статья 160 и статья 292 УК РФ соответственно). По результатам надзорных мероприятий прокуратурой республики внесены требования об устранении нарушений федерального законодательства и уголовное преследование в отношении главного редактора Хасиева прекращено по реабилитирующему основанию. В отношении виновных должностных лиц организована служебная проверка.

МАРТ, 7
Газета «Ярмакс»
Экс-глава Ярцевского района (Смоленская область) Юрий Панков хотел отсудить у газеты «Ярмакс» 3 миллиона рублей за статью, в которой речь идет, в частности, о его задержании за езду в пьяном виде. Суд оценил моральный вред Панкова в 150 тысяч рублей. Судебные преследования «Ярмакса» привели к тому, что издателю пришлось свернуть выпуск печатной версии газеты. 22 октября 2014 года, в то время глава администрации Ярцевского района Панков (уволен по решению суда от 17.02.2015 года «в связи с утратой доверия») подал исковое заявление к ООО «ЯРМАКС» и В. Лисовскому о защите чести, достоинства и деловой репутации. В нем Панков утверждал, что в статье «Можно ли доверить человеку район, если он не в силах контролировать стакан?», опубликованной в газете «Ярмакс» от 14 ноября 2013 года, «сведения … не соответствуют действительности и носят оскорбительный характер». Факты управления Панковым транспортным средством в нетрезвом состоянии и факт отсутствия страховки транспортного средства подтверждены материалами из ГИБДД. Однако истец настаивал на том, что факт составления протокола не может быть подтверждением алкоголизма, поскольку подтверждением может быть только заключение нарколога. Панков просил суд обязать ответчиков опровергнуть эти «недостоверные сведения» и позже, в связи с уточненными исковыми требованиями, взыскать с ответчиков в его пользу денежную компенсацию за причиненный моральный вред в размере 3 млн рублей (см. монитор за май 2015 года). В случае с оскорбленными «честью и достоинством» бывшего ярцевского главы обращение в вышестоящую инстанцию не принесло результатов. «Суд занимался волокитой, не принимал нашу апелляционную жалобу, в конце концов, он ее рассмотрел, – рассказывает главный редактор газеты «Ярмакс» Игорь Огородник. – Несмотря на все процессуальные нарушения, несмотря на игнорирование доказательств ответчиков, апелляционная коллегия оставила решение Ярцевского городского суда в силе. Мы не нужны этой власти, а Помельников (судья Ярцевского городского суда) – защитник этой власти. Помельников своим решением, по сути, отменил протокол ГИБДД, наплевал на полицию, которая не смотрит на чины и звания и задержала главу района, применив к нему меры административного воздействия. Мы представили суду заключение медицинской экспертизы, что Панков был пьян за рулем. Но Помельников, тем не менее, выносит решение, которое апелляционную инстанцию устраивает». Федеральная служба судебных приставов возбудила в отношении Игоря Огородника исполнительное производство. Судебное преследование газеты «Ярмакс» привело к тому, что у ее издателя возникли финансовые трудности, которые не позволяют издавать газету в печатной версии. Этого, судя по всему, и добивалось ярцевское правосудие. Ну, а сам экс-глава Ярцевского района Юрий Панков тем временем остался при хорошей должности, устроившись заместителем директора предприятия «Смит-Ярцево».

МАРТ, 7
Сайт Акулыпера.рф
В конце февраля инициативная группа журналистов Владивостока провела презентацию только что созданного проекта «Очевидец». Цель проекта - создание общественного контроля, фиксация ошибок и нарушений на выборах, юридической чистоты досрочного голосования и голосования по открепительным талонам. В состав группы вошли известные журналисты Виктор Булавинцев, Лада Глыбина, Андрей Калачинский, юристы Павел Солеваров и Алексей Клёцкин (бывший заместитель прокурора Владивостока, бывший глава администрации города Большой Камень, ныне руководитель «Правового центра»). К осенним выборам «Очевидец» намерен подготовить тысячу наблюдателей. Основная цель проекта ясна: «Блокировка неправомерной корректировки итогов голосования, юридическая чистота досрочного голосования, а также голосования с использованием открепительных удостоверений», написано в первом пресс-релизе. На пресс-конференции учредители «Очевидца» сообщили о создании своего сайта Акулыпера.рф. В этот же день первые любопытные журналисты, попытавшиеся его открыть, сообщили: сайт заблокирован, открыть его невозможно. Вместо текста на мониторе появился очаровательный морской пейзаж с надписью: «Доступ к странице закрыт». Такой же результат и при попытках открыть другие анонсируемые материалы Акулыпера.рф. Сайт заблокирован. Вскоре сайт был восстановлен, в Фейсбуке появилось замечание Лады Глыбинной: «В связи с тем, что утром запущенный сайт Акулыпера.рф к вечеру оперативно «уронили» злые люди, можно констатировать, что тексты вызвали некий резонанс». И там же – текст с сайта – «на бис», как говорит Лада.

МАРТ, 7
«Дебри-ДВ»
«Газета на дом»
Елена Голубь
Частная лаборатория из Биробиджана под названием ООО «Медицинский центр «Тафи-диагностика» подала в Арбитражный суд Хабаровского края иск на электронное издание «Дебри-ДВ» за перепечатку пресс-релиза ОНФ почти годичной давности. В июне прошлого года ОНФ, откликаясь на обращение журналистов «Газеты на дом» из Биробиджана, официально попросил Генеральную прокуратуру России и Роспотребнадзор «проверить жалобы на частную компанию, монополизировавшую рынок медуслуг». Эта информация была размещена на сайте ОНФ 4 июня прошлого года. «Газета на дом» этот пресс-релиз перепечатала, присоединив к нему и свое журналистское расследование - «И это уже не смешно» - о медицине Еврейской автономной области и ее проблемах. А спустя еще три дня эту статью вместе с пресс-релизом ОНФ перепечатали «Дебри-ДВ». В иске от медицинского центра за подписью гендиректора и соучредителя фирмы Татьяны Пучинской нет ссылок ни на ОНФ, ни на «Газету на дом», ни на автора публикации Елену Голубь. Все лишнее отсечено, словно поработал юрист-хирург. Например, истец цитирует фрагмент из пресс-релиза ОНФ: «В Центр правовой поддержки журналистов ОНФ обратились журналисты из Биробиджана с информацией о многочисленных жалобах жителей города и врачей на качество клинических исследований, проводимых частной лабораторией». И пишет, что это не соответствует действительности! Но помилуйте, журналисты не только обратились в ОНФ, но и рассказали во всеуслышание о частной лаборатории Владимиру Путину на Всероссийском форуме ОНФ «За качественную и доступную медицину» в сентябре прошлого года! Есть стенограмма работы форума, многочисленные публикации, наконец, в прямом эфире эту встречу показывали. В том же пресс-релизе ОНФ есть любопытный абзац, который истец «не заметил»: «В 2008 году компания «Тафи-диагностика» обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с исковым заявлением к ней [Елене Голубь] и редакции издания [«Газета на дом»] о защите деловой репутации. Однако суд встал на сторону журналистов. Он признал доказанными факты того, что в десятках случаев результаты исследований частной лаборатории не соответствовали реальному состоянию пациентов или же в историях болезней появлялись результаты анализов, которые пациенты на самом деле не сдавали, то есть денежные средства из Фонда обязательного медицинского страхования списывались за невыполненные исследования». И чего же хочет медцентр, игнорируя первоисточники? Он считает, что «в результате распространения ответчиком заведомо ложных, недостоверных и порочащих сведений деловой репутации компании ООО «МЦ «Тафи-диагностика» был населён (да, именно «населён» – так в иске) существенный вред». И просит суд «обязать «Дебри-ДВ» опровергнуть заведомо ложные сведения и разослать опровержение во все средства массовой информации Хабаровского края и Еврейской автономной области». И взыскать расходы по уплате госпошлины - 6 тыс. рублей. Учредитель «Дебри-ДВ» Константин Пронякин: «Хотелось бы видеть этот «список всех СМИ», который упоминает истец. Но если серьезно, такой иск, спустя почти год после публикации материала, подан лишь для того, чтобы «Дебри-ДВ» прекратили поднимать на сайте медицинские проблемы ЕАО, перепечатывая материалы из местной прессы».

МАРТ, 8
Съемочная группа украинского телеканала СТБ
Съемочную группу украинского телеканала СТБ, которая освещала процесс по делу Надежды ‪‎Савченко‬, остановили сотрудники ДПС в Курской области. Остановили из-за того, что на машину якобы числится неоплаченный штраф. Журналистов отвезли в отделение полиции по Горшеченскому району и забрали документы. Затем полицейские говорили, что автомобиль может числиться в угоне. Позднее журналистов отпустили. «Может быть, был звонок откуда-то сверху, я слышала, как они говорили по телефону. После этого я написала заявление, что у нас незаконно отобрали документы», - рассказала Алена Лунькова, одна из задержанных. Помощник оперативного дежурного отдела, где находились задержанные, сказал по телефону «Громадському радіо», что журналистов «отпустили и им не нужно будет платить никакого штрафа.

МАРТ, 8
Алексей Кунгуров
Известный тюменский блогер Алексей Кунгуров подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью 1 ст. 205 УК РФ («Публичное оправдание террористической деятельности»). Вменяются ему, по данным агентства «URA.Ru», еще две статьи, но какие именно, неизвестно. Расследование проводит региональное УФСБ, которое всю информацию по этому делу держит в секрете. Единственный комментарий дал по нему при задержании блогера, по словам его супруги, «молоденький опер», который на ее вопрос «За что?» ответил «Писать можно не все». Во время обыска, рассказывает она, ее с двумя детьми не пускали в квартиру – они были вынуждены более трех часов просидеть в подъезде. Алексею Кунгурову, как позже сообщил он сам на сайт youtube.com, заломили руки, усадили его в автомобиль и увезли в управление силового ведомства, откуда отпустили примерно через 4 часа, взяв с него подписку о невыезде. Алексей Кунгуров – один из учредителей комитета «Январь 25», в который, кроме него, вошли такие известные персонажи, как Игорь Стрелков, Степан Сулакшин, Эдуард Лимонов. Последний заявил в своем ЖЖ, 5 марта, что выходит из этой организации, поскольку, судя по принятому ею временному положению, изначальный замысел ее изменился. По информации источника «URA.Ru», причиной возбуждения уголовного дела могла стать статья блогера «Что России делать с Донбассом и Крымом? Часть 2». Она противоречит всем ранее заявленным целям комитетчиков. По Кунгурову, «расширение «русского мира» для «патриотов» не является самоцелью – это для них вопрос третьестепенный», больше того, «слив Донбасса», по его мнению, «в любом случае неизбежен» – даже если к власти придет Стрелков. Не стоит, полагает автор статьи, тратить силы и на удержание Крыма, следует «официально признать ответственность ВС РФ за гибель малазийского «Боинга», «выплатить компенсации семьям погибших», судить «виновных в его уничтожение зенитчиков, совершивших военное преступление с точки зрения УК РФ» - предать их суду в России, чтоб не позволить Западу устроить этот процесс в Гааге. В целом же Алексей Кунгуров считает, что нужно «улучшать отношения с Западом», потому что это «очень даже поможет в восстановлении нашей мощи». «Патриотическая программа» его не отличается от либеральной, и цель та же – «превращение России в великую мировую державу». Отличия, правда, диаметральные, лишь в средствах ее достижения. Согласно программе Кунгурова, необходим «мобилизационный рывок», а это, уверен он, возможно только « условиях диктатуры» (по всей вероятности такой, при которой, при обнаружении в его блоге «крамолы» его бы не отпустили через 4 часа, а отправили бы надолго в места не столь отдаленные). Неизвестно, как относится к программной статье тюменского блогера самый авторитетный член комитета Игорь Стрелков. «URA.Ru» он прокомментировал задержание соратника так: «Не секрет, что Алексей Кунгуров писал очень жесткие статьи, подчас даже на грани фола. Иногда он, честно говоря, переходил границы. Но, заметьте, власть легко пропускает такие вещи со стороны либералов и очень жестко реагирует, если подобное исходит от патриотической общественности (вероятно, Стрелкову ничего неизвестно о судьбе, к примеру, томского блогера Вадима Тюменцева, осужденного на 5 лет за призыв к «выдворению луганско- донецких беженцев» - Г.Б). Я не исключаю, что происходящее - это удар по комитету. Кунгуров является одним из учредителей комитета, но писал он, пожалуй, жестче, чем все остальные. Я не боюсь обвинений в свой адрес. Знаете, я свое уже отбоялся». Кунгуров, оценивая перспективы возбужденного против него дела, похоже, рассчитывает на «мягкость» нынешнего режима. В интервью, на youtube.com, размещенном пользователем Max Shultz, он сказал: «Сейчас, когда дело получило резонанс, никто резких движений делать не будет» (в его блоге 20 тысяч подписчиков, и если не все, то большинство наверняка перепостили сообщение о его задержании), но поскольку процесс уже начат, прогнозирует он, то в дальнейшем «мне какой-нибудь условный срок навесят».

МАРТ, 9
News Media
Актеры Сергей и Ирина Безруковы отсудили у компании News Media 120 тысяч рублей за нарушение права на неприкосновенность частной жизни и незаконное использование изображений. Такое решение принял Савеловский суд Москвы, сообщает РИА «Новости». По двум искам Ирины Безруковой медиахолдинг должен будет выплатить в качестве компенсации 10 и 25 тысяч рублей. По искам ее бывшего супруга – 40 и 45 тысяч рублей. Как сообщила адвокат Безрукова Александра Николаева, иски были заявлены по фактам нарушения неприкосновенности частной жизни и незаконного использования изображений Безрукова в издании Super.ru и газете «Жизнь».

МАРТ, 9
Все СМИ
Президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий журналистам свободно перемещаться по избирательным участкам. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации. Напомним, 26 февраля Госдума во втором и третьем приняла поправку к закону, которая ужесточает правила аккредитации журналистов для освещения выборов (см. монитор за февраль 2016 года). Закон обязывает СМИ аккредитоваться в избиркоме за три дня до голосования. Причем проработать в СМИ журналист должен не менее двух месяцев до назначения даты выборов. Кроме того, из ст. 30 закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» о гласности в работе избиркомов было убрано предложение о том, что избирком обязан обеспечить оповещение и свободный доступ кандидатов и их представителей на свои заседания и в помещение для работы с избирательными документами.

МАРТ, 9
Газета «Томикс»
Газета «ПРОгород»
В ФЗГ поступила информация, что во Владимире уже месяц травят две независимые газеты. Началось все с массового пикета в день приезда Касьянова, Затем на протяжении недели были проведены одиночные пикеты у зданий редакций газет «Томикс» и «ПРОгород». Завершилась неделя снова массовыми пикетами. Последние дни одиночные пикеты были выставлены у домов журналистов этих СМИ. А в преддверии праздника 8 марта журналистке «Томикса» в редакцию принесли провокационный тортик. Редакцию «Томикса» терроризируют всевозможными проверками. Все по тому, что эти газеты критикуют местную власть.

МАРТ, 9
Константин Жаринов
Блогер и оппозиционный активист из Челябинска Константин Жаринов подал первую жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) на приговор за репост в социальной сети «ВКонтакте». По мнению заявителя, его уголовное преследование политически мотивировано. Об этом в среду сообщает «Коммерсант» со ссылкой на адвоката Жаринова Ирину Хрунову. 28 сентября 2015 года Константин Жаринов был приговорен к двум годам лишения свободы за призыв к экстремистской деятельности и сразу же амнистирован. В жалобе в ЕСПЧ сообщается, что к делу Жаринова были приложены рапорты сотрудников управления центра противодействия экстремизму по Челябинской области, в которых отмечается, что активист с 2012 года участвует в оппозиционных акциях, поддерживает Алексея Навального, а также является членом партии «Демократический выбор». Помимо этого, в деле имеются показания двух «неизвестных свидетелей». Адвокат также настаивает на том, что организация «Правый сектор» была запрещена в России спустя полгода после публикации поста, но это не помешало правоохранительным органам привлечь ее доверителя к уголовной ответственности. Уголовное дело в отношении Константина Жаринова было возбуждено по инициативе управления ФСБ по статье «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Сам Жаринов ранее объяснял, что, как политолог, следит за событиями на Украине, рассматривая их с разных позиций. Именно поэтому он сделал репост обращения украинской организации «Правый сектор» в социальной сети, в котором украинские националисты призывали оказывать сопротивление режиму Путина. После прокурорского предупреждения Жаринов удалил пост.

МАРТ, 9
«Общественное мнение»
Депутат Саратовской областной думы Алексей Сергеев прокомментировал корреспонденту ИА «Свободные новости» иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, который бизнесмен подал во Фрунзенский районный суд Саратова к медиагруппе «Общественное мнение». По словам депутата, иск готовился еще до нового года, но из-за ряда юридических тонкостей не был подан раньше. По словам Сергеева, ему не нужна денежная компенсация, поскольку «на содержание адвоката больше уходит», но необходимо опровержение ряда высказываний в публикациях «ОМ». В статьях речь идет о бывшем общежитии издательства «Слово» по улице Григорьева. «Можно даже договориться о мировом соглашении, если будут нормальные взаимоотношения с представителями прессы, которые пытаются каждый раз обвинить меня в том, чего нет. Я очень долго молчал. Я молчал год, два, три, а потом мне говорят: «Ты когда-нибудь хоть что-нибудь возьми, да и сделай. Ты что же сидишь, молчишь? Тебя обливают грязью. Если ты знаешь, что ты прав, то подай в суд». Так сказать, под давлением общественности определенной пришлось пойти в суд», - рассказал депутат. По мнению руководителя медиагруппы «ОМ» Алексея Колобродова, факт подачи Сергеевым иска о защите чести и достоинства «это само по себе юмор большой». «Отдельно веселит экспертиза. Эта странная мода делать экспертизу до суда. У меня есть предположение, что вокруг этого общежития идет какое-то движение. Не случайно была какая-то странноватая публикация на «Взгляде». Возможно, у Сергеева появился либо покупатель, либо какая-то коммерческая перспектива в отношении этого объекта, и он, что называется, решил очистить его медийную историю. Вполне возможно», - предположил Колобродов. Что же касается мирового соглашения между изданием и областным депутатом, Колобродов сомневается, что оно будет заключено. «Мы конечно с юристами будем разговаривать, но как мы можем опровергать слова местных жителей, например? Мы во всех своих публикациях последних лет, которые касаются рынка недвижимости в Саратове, все рассматриваем уже под микроскопом. Поэтому при всем желании, я не очень представляю оснований для соглашения», - подчеркнул журналист.

МАРТ, 9
Лена Мария Перссон-Лефгрен
Эйстейн Виндстад
Александра Елагина
Егор Сковорода
Антон Прусаков
Михаил Солунин
Вечером на федеральной трассе «Кавказ» неизвестные преступники в масках атаковали микроавтобус, в котором находилась группа журналистов из России, Норвегии и Швеции и сопровождавшие их правозащитники. Московский корреспондент Радио Швеции Лена Мария Перссон-Лефгрен, корреспондент норвежского издания Ny Tid Эйстейн Виндстад, журналисты Александра Елагина (The New Times), Егор Сковорода («Медиазона»), бывший сотрудник «Коммерсанта» Антон Прусаков, блогер Михаил Солунин, юрист Екатерина Ванслова и пресс-секретарь «Комитета по предотвращению пыток» Иван Жильцов и находились на Северном Кавказе в пресс-туре, организованном этой организацией. Они направлялись в Грозный, когда неподалеку от границы Чечни и Ингушетии несколько автомобилей прижали автобус с журналистами к обочине и вынудили водителя остановиться. Вышедшие из машин два десятка мужчин, вооруженных палками, разбили стекла автобуса, вытащили пассажиров и водителя наружу и принялись их избивать. Нападавшие кричали, что журналисты – предатели, что им нечего делать в Чечне, так как они защищают террористов. Отобрав у избитых пассажиров мобильные телефоны и деньги, бандиты подожгли микроавтобус и скрылись с места преступления. Журналисты лишились 1000 евро и 250 долларов, кроме того, Лена Мария Перссон-Лефгрен и Михаил Солунин лишились мобильных телефонов, а Егор Сковорода - ноутбука, диктофона и модема. У Солунина также пропала дорогая фототехника. Пострадавшие в результате бандитского нападения были доставлены в травматологическое отделение Сунженской районной больницы. У них диагностированы черепно-мозговые травмы и сотрясения мозга разной степени тяжести, рваные раны, многочисленные порезы, а также ушибы и ссадины. Кроме того, они испытали серьезный психологический шок. Серьезнее других пострадал норвежец Виндстад – у него выбиты зубы, порезы на лице и колене, синяки по всему телу, на ногу наложен гипс. «Это было ужасно. Я думал, что погибну. Здесь царит полная безнаказанность. Я подумал, насколько страшно приходится тем людям, которые проживают тут», - рассказал Эйстейн Виндстад. МИД Норвегии быстро отреагировал на инцидент и потребовал от России объяснений. А редактор Ny Tid Трульс Ли предположил, что избиение журналистов может быть связано со статьей, опубликованной в этом издании в декабре 2015 года – в ней шла речь о том, что двое чеченцев, просивших убежища в Норвегии и получившие отказ, после депортации были найдены в Чечне убитыми. Глава «Комитета по предотвращению пыток» Игорь Каляпин также сообщил, что журналисты расследовали случаи похищений и пыток людей. Вскоре Президентский Совет по правам человека направил в Генпрокуратуру РФ и Следственный комитет России обращения по поводу нападения на правозащитников и журналистов. Глава СПЧ Михаил Федотов подчеркнул, что это преступление должно быть расследовано самым тщательным образом, а виновные должны быть найдены и предстать перед судом. Вслед за этим сделала заявление представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович: «Эта атака в Чечне/Ингушетии должна быть расследована, и обеспечена полная безопасность для всех журналистов». Не остались в стороне и Reporters sans frontières: «Мы возмущены данным нападением и призываем власти России расследовать произошедшее»; и Amnesty International: «Это самое последнее и самое наглое из серии нападений на журналистов на территории Северного Кавказа. До сих пор такие нападения лишь осуждали на словах, вместо того чтобы эффективно преследовать за них в судебном порядке. Если в этот раз будут привлечены к ответственности не только исполнители этого преступления, но и возможные заказчики, власти продемонстрируют, что их слова могут быть подкреплены делами». Возмущение нападением на журналистов в Ингушетии выразили в Госдуме, сообщает «Утро.Ру». В частности, вице-спикер нижней палаты российского парламента Сергей Железняк заявил: «Просим власти республики взять под особый контроль расследование данного преступления. Нельзя допустить, чтобы оно было использовано деструктивными элементами в качестве провокации для дестабилизации обстановки в регионе и нагнетания отношений между Россией и странами, чьи представители пострадали в результате нападения». В Кремле также возмутились нападением на автобус с журналистами и правозащитниками. «Это абсолютно возмутительно, это абсолютное хулиганство. Насколько мы понимаем, опасности была подвергнута жизнь людей, судя по той информации, которая есть», - цитирует ТАСС пресс-секретарь президента России Дмитрия Пескова. А президент РФ Владимир Путин поручил МВД выяснить все обстоятельства данного нападения и дать правовую оценку случившемуся. В результате МВД России взяло дело на контроль. «Министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев поручил начальнику ГУ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу Сергею Ченчику и министру внутренних дел по Республике Ингушетия Александру Трофимову принять исчерпывающие меры к установлению и задержанию лиц, причастных к нападению на правозащитников и представителей СМИ, которое произошло на федеральной трассе «Кавказ» в Сунженском районе Ингушетии», - говорится в сообщении пресс-службы ведомства. Тем более странно, что уголовное дело по факту нападения в МВД Ингушетии возбудили по сравнительно легким статьям Уголовного кодекса РФ - по статье 213 («Хулиганство») и статье 167 («Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества»). Впрочем, позднее появилось еще два дела – по статье 162 УК РФ («Разбой») и статье 144 УК РФ («Воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов»). Чем все кончится – неизвестно. Однако все знают, что у нас подобные дела расследуются нечасто. Так что пессимизм Игоря Каляпина понятен - сравнивая избиение журналистов с нападением на офис его организации в Грозном, он сказал «Газете.Ru»: «Те же самые выкрики, и почерк совершенно такой же. Тоже были возбуждены уголовные дела по тем же самым статьям. Расследование там не ведется, и я думаю, что, к сожалению, судьба этого уголовного дела будет такой же».

МАРТ, 10
Андрей Бубеев
В Твери началось рассмотрение по существу уголовного дела в отношении пользователя социальной сети «ВКонтакте» Андрея Бубеева. Он обвиняется в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ) и к осуществлению деятельности, направленной на нарушение территориальной целостности РФ (статья 280.1 УК РФ), сообщила NEWSru.com адвокат подсудимого Светлана Сидоркина. По ее словам, поводом для уголовного преследования послужили репост Бубеевым материала «Крым - это Украина» публициста Бориса Стомахина и картинки на эту же тему на собственной странице в соцсети «ВКонтакте». «Сегодня в суде огласили обвинительное заключение. Также суд отклонил наше ходатайство о возвращении дела прокурору для устранения грубых нарушений», - заявила адвокат. Она отметила, что сам Бубеев вину не признал. Он считает, что его преследуют за убеждения. Ранее Бубеев уже был осужден за репосты аналогичных материалов и картинок. В августе 2015 года он был приговорен за возбуждение ненависти или вражды (статья 282 УК РФ) к 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Об истории Бубеева писал портал «Открытая Россия». В статье, в частности, отмечалось, что последние пару лет в России пользователей соцсетей все чаще привлекают к уголовной ответственности по экстремистским статьям за размещенные на странице материалы. В одной только Твери с начала 2015 года по статьям об экстремизме было привлечено к ответственности более 20 человек, многие из которых - студенты тверских вузов, утверждается в материале. При этом поводом для повышенного интереса правоохранителей может стать обычный «лайк» или комментарий к какой-нибудь картинке или статье, отмечает автор.

МАРТ, 10
«Златоустовское телевидение»
В Златоусте (Челябинская область) коммунальный руководитель из холдинга, предположительно контролируемого Маратом Ахметгалиным, не смог доказать, что проигрыш на выборах напрямую связан с негативным сюжетом на городском телеканале. Суд завершился, но проигравшая сторона намерена бороться дальше. Об этом сайту Kialim.ru сообщают в пресс-службе «Коммунсервиса-2». Руководитель предприятия Алексей Крутолапов попытался взыскать с журналистов 185 тысяч рублей за показанные в сентябре прошлого года сюжеты. В них, по мнению истца, показали неверную информацию негативного характера, которая помешала на тот момент кандидату в депутаты местного парламента выиграть избирательный марафон. «Златоустовское телевидение», в чьем эфире 3, 7 и 8 сентября транслировались данные о господине Крутолапове, с доводами не согласилось. Оценка журналиста в своих сюжетах, как там считают, не может ограничиваться кем бы то ни было: свобода слова подразумевает возможность без ограничений высказываться, сообщая свое мнение окружающим. Златоустовский суд встал на сторону ответчиков. Он внимательно изучил обстоятельства дела, сообщает помощник председателя суда Гульфира Крылова, и выяснил, что в начале осени в эфир транслировались сюжеты о неудовлетворительном состоянии домов силами управляющей компании, возглавляемой Алексеем Крутолаповым. «Сами по себе высказанные сведения не содержат сведений о нарушении истцом действующего законодательства, - говорит собеседница информпортала. - Там есть субъективное восприятие и мнение с негативной оценкой деятельности общественного лица». Фемида считает, что оценочные сюжеты - это законно, тем более, если они не выходят за пределы приемлемой критики и не оскорбляют господина Крутолапова. В требованиях по иску отказали, однако решение в законную силу не вступило и может быть обжаловано до 24 марта. «Мы это уже сделали», - уточняет Kialim.ru пресс-секретарь коммунальной организации Ирина Грязнова.

МАРТ, 10
Наталья Алексеева
В ФЗГ поступила информация, что Магаданский городской суд рассмотрел иск о защите чести и достоинства, предъявленный председателем Общественной палаты Магадана, директором Магаданского института экономики Олегом Дудником к журналисту газеты «АиФ-Магадан» Наталье Алексеевой. Поводом для иска послужила публикация ответчиком в интернете сведений, которые, по мнению истца, не соответствуют действительности и порочат его. О. Дудник просил суд обязать ответчика опровергнуть распространенные сведения и взыскать с Н. Алексеевой 50 000 рублей. Суд иск удовлетворил. А над Натальей сгустились тучи. После того, как руководитель управления по информационной политике мэрии подал иск в суд, в редакции «Аргументы и факты - Магадан» ей вручили уведомление о сокращении. Попытка устроиться в другое СМИ не увенчалось успехом.

МАРТ, 10
Дмитрий Бегун
Самарский блогер Дмитрий Бегун критиковал региональных предпринимателей и федеральных чиновников по заказу губернатора области Николая Меркушкина. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на депутата Самарской облдумы Олега Матвеева. Как утверждает Матвеев, Бегун признался в клевете на допросе. При этом блогер сам попросил его допросить. Сотрудничество между главой региона и блогером, по словам последнего, продолжалось в течение трех лет. За это время Бегун опубликовал критические записи в отношении мэра Самары Дмитрия Азарова, спикера Госдумы Сергея Неверова, министра спорта Виталия Мутко, первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина, главы «Ростеха» Сергея Чемезова и других лиц. По факту клеветы проводится проверка. Матвеев, который проходит свидетелем по делу, опубликовал в своем блоге видео дополнительного допроса Бегуна, где он признается в клевете на федеральных чиновников. В октябре 2015 года в Самаре задержали блогеров Дмитрия Бегуна, Наталью Умярову и Олега Иванца. Их арестовали в связи с расследованием дела о «вымогательстве в особо крупном размере». Блогеров подозревали в шантаже самарского предпринимателя Сергея Шатило - от бизнесмена требовали три миллиона рублей в обмен на удаление сведений о нем из интернета (см. монитор за октябрь 2015 года). Бегун принял решение сотрудничать со следствием; на одном из допросов он рассказал о сотрудничестве с Меркушкиным. Глава региона Николай Меркушкин руководит Самарской областью с 2012 года.

МАРТ, 10
Пол Хлебников
В Москве с кокаином задержан фигурант дела об убийстве главреда Forbes Пола Хлебникова. О задержании мужчины, который подозревался в резонансном убийстве главреда российского Forbes Пола Хлебникова, сообщает LifeNews. По сведениям канала, 52-летний Муса Вахаев был задержан на Новинском бульваре для проверки документов. Однако из-за подозрительного поведения мужчину обыскали. При этом в кармане многодетного отца Мусы Вахаева нашли 0,7 грамма кокаина, рассказал источник в правоохранительных органах. Изъятый порошок был направлен на экспертизу. После получения окончательных результатов будет решаться вопрос об аресте Вахаева. По факту обнаружения наркотиков возбуждено уголовное дело. По словам супруги задержанного Зули Вахаевой, он, как отец семерых детей, получил от властей квартиру в подмосковных Химках. «Я его законная супруга, но фактически он живет с другой», - добавила Зуля Вахаева. По ее словам, раньше, расследуя убийство Пола Хлебникова, оперативники приходили в квартиру Мусы и устраивали обыски. Но в последнее время «вроде все успокоилось». Напомним, американец Пол Хлебников был расстрелян вечером 9 июля 2004 года при выходе из редакции Forbes на улице Докукина в районе станции метро «Ботанический сад». Стрельба велась из автомобиля ВАЗ-2115, где находились три человека. Киллер был вооружен пистолетом-пулеметом. Четыре пули попали Хлебникову в живот и в грудь, еще одна задела голову по касательной. Перед смертью журналист успел рассказать, что не знаком со стрелявшими, и не знает причины нападения. Раненого привезли в больницу, но он скончался по пути в реанимацию, в застрявшем лифте (см. монитор за июль 204 года). Следователи считали, что непосредственным исполнителем убийства являлся Казбек Дукузов. По делу проходили также чеченец Муса Вахаев и московский нотариус Фаиль Садретдинов. В машине, которую использовали киллеры, следователи нашли отпечатки пальцев Вахаева. Присяжные в мае 2006 года в Мосгорсуде полностью оправдали подсудимых, они были отпущены из-под стражи. Генпрокуратура обжаловала это решение, и в ноябре 2006 года Верховный суд РФ отменил оправдательный приговор, но к тому времени подозреваемые скрылись за границей.

МАРТ, 10
Телепрограмма «Обратная связь»
В Оренбурге депутат Госдумы Сергей Катасонов вновь оказался в эпицентре скандала. На этот раз политика обвиняют в цензуре СМИ. Эфир программы «Обратная связь» телеканала ОРТ-Планета начался с того, что ведущая Елена Файман заявила о том, что ей перед эфиром выдали папку с вопросами, по которым ей было необходимо строить эфир. «Прежде чем начать эфир, хочу сказать телезрителям: дело в том, что мой преподаватель Владимир Познер, когда начинал программу с Хиллари Клинтон, впервые извинился перед телезрителями, потому что программа тогда выходила не в прямом эфире, а в записи. И сегодня впервые за всю историю программы я буду работать вот с этой папочкой, потому что в этой папочке вопросы, которые подготовил помощник Сергея Михайловича Катасонова… Впервые я буду работать по листочку и задавать ровно те вопросы, которые попросил задать ваш помощник… Впервые такая цензура в нашей программе», – сказала ведущая. Елена Файман несколько раз в эфире задалась вопросом: «Как вести цензурную-то программу?! Ох, как любопытно…». Однако депутату Госдумы, по его словам в эфире, программа пришлась по душе: «А как зато получается у нас хорошо… мне нравится». Это не осталось незамеченным в кругах СМИ, представителя оппозиции сразу же обвинили во внедрении жестких «темников» для журналистов и манипуляцией общественным мнением. Чтобы прояснить ситуацию, корреспонденты Урал56.Ру обратились за комментариями к Елене Файман. Она пояснила, ей «впервые за всю историю существования программы» перед эфиром дали фирменный бланк ЛДПР со списком вопросов. «Он приходил в программу на живой диалог. В итоге зрители этого не получили. Да и в конце эфира Сергей Катасонов отметил, что «цензура – это прекрасно», – отметила ведущая. Чтобы узнать вторую точку зрения, во вторник, 15 марта, мы обратились к пресс-секретарю Алексею Урюпину через приемную Сергея Катасонова в Оренбурге. Однако получить комментарий мы не смогли.

МАРТ, 10
Информационное агентство Sakh.com
Редакция информационного агентства Sakh.com (Сахалинская область) получила гневное письмо от секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» Александра Кислицина. Так главный единорос области среагировал на публикацию, рассказывающую об аресте депутата городской думы Южно-Сахалинска Владлена Малькова. Автор публикации, редактор агентства Ксения Семенова, писала, что претенденты на кресла в думе платили взносы в фонд «Единой России». Кислицин это опровергает: «Требуем от вашего издания предоставить информацию о том, на каких основаниях вы утверждаете о существовании некоего фонда «Единой России», в который «претенденты платили миллионы рублей». Считаем, что данное утверждение не имеет под собой ни юридических, ни моральных оснований и формирует негативное отношение к «Единой России» у жителей Сахалинской области. Требуем официального опровержения на страницах вашего издания утверждения о причастности «Единой России» к указанным коррупционным фактам. В противном случае планируем защиту достоинства Партии «Единая Россия» в судебных органах». Так совпало, что письмо это было получено в канун интересной даты: прошел год со дня ареста губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина. За этот год (и пару предшествовавших ему месяцев) на Сахалине было задержано, арестовано или осуждено за взяточничество 19 (!) человек. Все они имели отношение к Партии (как пишет Кислицин) власти, «Единой России». В последнее время частый бредень следствия цепляет депутатов: периодически южносахалинцы узнают, что тот или иной «народный избранник» платил в некий фонд, созданный по инициативе экс-губернатора Александра Хорошавина в предвыборную кампанию 2014 года в городскую думу Южно-Сахалинска. Претенденты на депутатское кресло платили миллионы рублей - за свою раскрутку и поддержку власти. Вот и Владлен Мальков, если верить официальному сайту следственного управления следственного комитета РФ по Сахалинской области, «подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи 29 УК РФ («Дача взятки»), он «передавал взятку должностным лицам Сахалинской области». «Если дело в формулировке и нужно придираться к словам, то да, фонд не назывался «фондом «Единой России», - отвечает на разгневанное письмо автор Ксения Семенова. – И действительно, в материале следственного управления о каких-либо фондах «Единой России» никаких упоминаний нет. Но ведь мы говорим о сути и смысле... Через упомянутых «должностных лиц» несли в фонд деньги (какое совпадение) только те кандидаты, которые впоследствии стали представлять в думе всем известную партию. И агитацию они вели от ее имени, да и вообще понятно, что и административный, и денежный ресурс поддерживал на выборах одну конкретную «Единую Россию». Так о чем же спорит с нашим изданием Александр Кислицин?». Чтобы «углубить» тему, ИА Sakh.com провело опрос: «Есть ли достоинство у «Единой России»? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться о результатах опроса.

МАРТ, 10
«7х7»
Суд оштрафовал «7х7» на 200 тысяч рублей за цитирование вопроса «Медузы» про мемориал «Вечный огонь» в Сыктывкаре. Сыктывкарский городской суд отклонил апелляцию «7x7» на решение, вынесенное мировым судьей Кутузовского участка 15 января 2016 года. В начале года интернет-журнал был признан виновным в публичном осквернении символа воинской славы - мемориала «Вечный огонь» в Сыктывкаре - и оштрафован на 200 тысяч рублей (часть 4 статьи 13.15 Кодекса об административных нарушениях). Редакция оспорила это решение, но проиграла, сообщается на сайте Роскомнадзора по Коми.

МАРТ, 10
Сергей Овсянников
Корреспондент независимой газеты «Евпаторийская здравница» (Крым) Сергей Овсянников утром был избит прямо во время работы. Это произошло в тот момент, когда во дворе одного из евпаторийских домов журналист беседовал с жильцами, расследуя очередную жалобу, поступившую в редакцию. В разгар беседы к корреспонденту подбежал мужчина, который, как потом выяснилось, проживает в одном из домов в этом же районе. Видимо, недовольный тем, что представитель прессы «лезет не в свое дело», он начал провоцировать скандал и мешать журналисту работать. Затем скандалист перешел к более активным действиям, неожиданно ударив Овсянникова в лицо. Сразу же после этого инцидента журналист «Евпаторийки» обратился в полицию с соответствующим заявлением и снял побои в травматологическом отделении горбольницы. Любопытно, что ранее зачинщик данного конфликта представлялся корреспонденту, как «сотрудник ФСБ». Правда, пока что эту информацию ни подтвердить, ни опровергнуть не удалось.

МАРТ, 10
Ахмеднаб Ахмеднабиев
Расследование убийства дагестанского журналиста Ахмеднаби Ахмеднабиева вновь приостановлено. Советский суд Махачкалы признал законным постановление следствия о приостановлении дела об убийстве журналиста Ахмеднаби Ахмеднабиева, передает еженедельник «Черновик». Судебное заседание по рассмотрению жалобы защиты потерпевшей стороны на очередное закрытие дела состоялось 10 марта. Адвокат ходатайствовал об отмене постановления о приостановлении уголовного дела об убийстве Ахмеднаби Ахмеднабиева, а также просил признать незаконным бездействие следователя. Он подчеркнул, что в постановлении не указывается, какие именно следственные действия были произведены следователем. Следователь, в свою очередь, отметил, что «тайну следствия никто не отменял». В итоге суд отказал в удовлетворении жалобы и признал решение о приостановлении дела законным. естое по счету постановление следователя о приостановлении расследования дела об убийстве Ахмеднабиева «ввиду не установления виновных» было вынесено 27 ноября 2015 года, напоминает издание. ак сообщалось, заместитель главного редактора еженедельника «Новое дело» и корреспондент «Кавказского узла» Ахмеднаби Ахмеднабиев был застрелен неизвестными бандитами возле собственного дома в пригородном махачкалинском поселке Семендер 9 июля 2013 года (см. монитор за июль 2013 года).

МАРТ, 10
Телепрограмма «Политическая кухня»
«Политическая кухня» Валентины Бузмаковой из-за цензуры уходит с Первого городского канала (Нижний Новгород). «Политическая кухня» Валентины Бузмаковой вновь потеряла возможность выходить в телевизионном формате. Об этом автор и ведущий программы сообщила на своей странице в Facebook и на сайте Politkuhnya. Формально программу никто не закрывал, однако продолжение сотрудничества с телеканалом для принципиальной Бузмаковой стало невозможным после того как ей выдвинули неприемлемые требования. «Друзья мои, сегодня «кухни» не будет, - пишет Валентина Бузмакова. - Рома Антонов запретил. Мне было сказано: «Не мочить «Единую Россию», не продвигать КПРФ». В 68 лет люди не меняются, как и в 48, и в 28. Их невозможно купить, они не продаются. Поэтому «кухня» будет выходить на сайте politkuhnya.com и в фейсбуке, но не на Первом городском телеканале. Вот так».

МАРТ, 12
Газета «Амурец»
Газету «Амурец» Ивановского района Амурской области терроризируют коллекторы. Звонки в редакцию от одного из банков поступали больше недели. В сообщении не указывались конкретные фамилия и имя должника. Но коллективу угрожали при неисполнении обязательств по задолженности направить заявление в суд или продать долг третьим лицам. При этом, как уверяют в редакции, за газетой не числится никаких долгов и кредитов. «Коллектив заволновался. Каждый из нас не раз видел по телевизору новости, как то в одном, то в другом городе коллекторы чудовищными методами выбивают долги», - пишет «Амурец». Редакция обращалась за разъяснениями на «горячую линию» банка: выяснилось, что долгов за печатным изданием действительно нет. При этом на подобные случаи в «Амурец» уже жаловались читатели. «Почему подобные случаи участились, с чем это связано - пока не ясно. Может быть, просто ошибка или технический сбой… Но! Для кого-то такой звонок, особенно для людей пожилых и впечатлительных, это же настоящий стресс, угрожающий здоровью, а то и жизни. Особенно когда звонок и «угрозы» необоснованны», - резюмирует редакция.

МАРТ, 14
Газета «Арсеньевские вести»
В Приморском крае газета «Арсеньевские вести», пожалуй, лидирует по количеству исков, поданных на её публикации. По некоторым судебным решениям редактор этого издания Ирина Гребнева уже обращался в Европейский суд по правам человека и выигрывал дело. После выигрыша дела в Европейском суде, считает Ирина Гребнева, исков к газете меньше не стало, но приморские суды стали рассматривать их гораздо более внимательно и тщательно, газета стала чаще выигрывать процессы, чем проигрывать, уменьшились и суммы возмещений морального вреда в случае проигрыша дела. Сейчас, сообщает редактор, Европейский суд по правам человека начал коммуникации по трём жалобам газеты на решения судов Приморских судов. Первая жалоба – по судейскому решению по статье Александра Рыбина «Кефирная махинация с деньгами ТОФ», опубликованная в «Арсеньевских вестях» в 2010 году. Статья была посвящена махинациям с контрактами на поставку молочных продуктов для матросов - срочников. Молоко поступало матросам лишь на бумаге, бюджетные деньги испарялись. Герои статьи подали на газету в суд и выиграли дело. Вторая жалоба – по судейскому решению по интервью Олега Елисеева, руководителя аналитического управления службы собственной безопасности Дальневосточной таможни, считавшего, что контрабандная вертикаль идёт к властным верхам (опубликована в 2010 году). Третья жалоба – на решения российских судов по статье Натальи Фониной «Дело о пытках в суде», опубликованной в ноябре 2011 года. Автору не раз угрожали после её публикаций. И вот редактор газеты получила сообщение, что Европейский суд «начал коммуникации, и что правительству РФ уже заданы вопросы».

МАРТ, 15
Центр защиты прав СМИ
Воронежский облсуд оставил Центр защиты прав СМИ в реестре иностранных агентов. Коллегия из трех судей облсуда отказала в удовлетворении жалобы медиаюристов, которые просили признать незаконным и необоснованным решение предыдущей инстанции - в ноябре 2015 года Ленинский районный суд встал на сторону воронежского Минюста, усмотревшегов работе Центра «политическую деятельность». Юрист Светлана Кузеванова напомнила в ходе судебного заседания, что выводы о политической деятельности организации были сделаны на основании высказываний директора Центра Галины Араповой. «Мы просим применить закон, дать обстоятельствам юридическую оценку, несмотря на обстановку в стране, ту общеполитическую ситуацию, в которой мы живем. Центр защиты прав СМИ работает 19 лет. Все эти годы мы защищаем журналистов. Мы заслужили себе репутацию. Нам она дорога, поэтому мы просим признать внесение организации в реестр «иностранных агентов» незаконным», - заявила юрист. Как отмечает РИА «Воронеж», на вынесение решения коллегии потребовалось несколько минут. После короткого заседания в совещательной комнате решение Ленинского райсуда было оставлено без изменения. Ленинский райсуд Воронежа отказал НКО «Центр защиты прав СМИ» в исключении из реестра иностранных агентов. Судья Юрий Спицын поддержал решение предыдущей инстанции, несмотря на представленные главой центра Галиной Араповой доказательства того, что НКО не занимается политической деятельностью и организации, осуществляющие его финансирование, также не являются политическими. В феврале 2015 года управление Минюста по Воронежской области вынесло постановление о включении центра в реестр иностранных агентов. Сотрудники ведомства посчитали, что НКО получает гранты по нескольким европейским программам, а Арапова занимается политической деятельностью. Руководитель организации тогда отмечала, что их источники финансирования никогда не скрывались и всегда были известны Минюсту, а средства направлялись на защиту прав СМИ и просвещение в области права, а не на политику.

МАРТ, 15
Роман Юшков
Пермский журналист Роман Юшков обратился в Мотовилихинский районный суд Перми с заявлением, в котором потребовал возмещения морального вреда за уголовное преследование, передает корреспондент Накануне.RU. «Я решил это сделать, потому что русофобы и предатели в правоохранительных органах должны быть наказаны. Конкретно в этом судебном процессе я требую извинений от государства в лице прокуратуры Пермского края, которая затеяла эти нелепые репрессии против меня. А возмещение морального вреда и услуг адвоката я буду требовать в другом судебном процессе: такова процессуальная специфика, в одном суде этого не совместить. Рассмотрение дела назначено на 8 апреля», - рассказал Накануне.RU Юшков. Юшков стал фигурантом двух дел – гражданского и уголовного – после публикации статьи «Истерия по-пугачевски» в краевой газете «Звезда» летом 2013 года. В конце января 2015 года гражданский суд признал текст экстремистским. 10 марта на решение судьи подана апелляция, в этот же день суд вынес приговор по уголовному делу. Юшкова приговорили к полутора годам лишения свободы условно с испытательным сроком два года, а также на два года лишили права заниматься журналистской деятельностью (см. монитор за март 2015 года).

МАРТ, 15
Юрий Мухин
Мосгорсуд отказался освободить из-под ареста экс редактора газеты «Дуэль» Юрия Мухина, обвиняемого в экстремизме. Судья отклонил апелляционную жалобу защиты на решение о продлении срока содержания журналиста под стражей, передает РИА «Новости». Фигурантами данного уголовного дела вместе с Мухиным являются экс-редактор, журналист РБК Александр Соколов и Валерий Парфенов. Им предъявлены обвинения по статье 282.2 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации»). По данным СМИ, они пытались добиться смены власти в России и участвовали в экстремистской организации «Армия воли народа». Леворадикальная организация выступала за принятие в РФ законов, устанавливающих прямую ответственность президента и парламента за их деятельность, и внесение поправок в конституцию путем референдума. Мосгорсуд признал движение экстремистским в октябре 2010 года, расценив некоторые элементы идеологии организации как призыв к насильственному свержению власти в России.

МАРТ, 15
Эрик Китуашвили
Создателю сайта «Смотра.ру» Эрику Китуашвили, которому предъявлено обвинение в хищении денежных средств страховой компании «Ингосстрах», может грозить опасность. К таким выводам пришел его адвокат Сергей Жорин, который посетил своего подзащитного в СИЗО «Матросская тишина». По его словам, Эрика содержат в одном корпусе с ВИЧ-инфицированными и больными туберкулезом, а его соседями по камере являются убийцы. Более того, лидеру «Смотры» и самому угрожают расправой. «Начался настоящий прессинг. Ему открыто угрожают убийством, говорят, что он долго здесь не проживет. Некоторые требуют деньги, чтобы его не трогали», - рассказал LifeNews Сергей Жорин. По словам правозащитника, среди сокамерников блогера есть автоугонщики и наркоманы. А, как известно, создатель «Смотры» боролся и с теми и с другими, а не так давно даже предложил способ борьбы с автоугонами, запустив специальное мобильное приложение. Адвокаты обращаются с требованием создания независимой общественной комиссии, а также готовят жалобу на содержание Эрика Китуашвили в прокуратуру. «Мера пресечения - это не мера наказания. Он еще даже не осужден, вина не доказана. Но то, что сейчас происходит, способно его уничтожить физически, - говорит Сергей Жорин. - Ему не разрешают оставаться в камере одному. И во время прогулок, когда он может побыть хотя бы какое-то время без соседей, его перекидывают в другую камеру к новым заключенным. Таким образом, он 24 часа в постоянном напряжении». Лидера движения «Смотра.ру» Эрика Китуашвили задержали в конце февраля сотрудники ДПС. 22 февраля Тверской суд арестовал Эрика Китуашвили сроком на два месяца (см. монитор за февраль 2016 года). Ему было предъявлено обвинение в хищении денежных средств в «Ингосстрахе» в особо крупном размере. Окружение Китуашвили связывает его арест с новым фильмом о коррупции в московской полиции.

МАРТ, 16
Андрей Шалаев
Главного редактора проекта «Бессмертный барак» Андрея Шалаева обыскали и принудительно высадили из поезда Москва – Нижний Новгород в 4 часа утра. По словам Шалаева, обыск в присутствии проводника вели люди в полицейской форме, которые отобрали у него телефон и отказались называть свои имена и личные номера. Об этом сообщается в группе «Бессмертного барака» в соцсети «ВКонтакте». Сотрудники полиции в городе Коврове, где высадили Шалаева, отказались принимать у него заявление. Также сообщается, что телефон, отобранный у Шалаева, удалось вернуть уже в Нижнем Новгороде. Он был полностью отформатирован, в нем заменили карту памяти. Проект «Бессмертный барак» действует с мая 2015 года. На его сайте собраны воспоминания, рассказы, фотографии и документальные свидетельства репрессий в Советском Союзе. Любой желающий может самостоятельно создать страницу на репрессированн

МАРТ, 16
Съёмочная группа «Тульской службы новостей»
В поселке Плеханово (Тульская область), где из-за самовольного подключения цыган к газовой трубе жители лишились газа, отправилась съёмочная группа «Тульской службы новостей». В ходе съёмки оператор и репортёр стали жертвой агрессии поселенцев. Цыгане набросились с палками на газовщиков и корреспондентов, которых угрожали убить. Видео-оператор Сергей Телков получил травму, в него кинули камнем. Камнями и бутылками цыгане разбили стёкла в тракторе газовщиков, приехавших выполнять ремонтные работы. В поселок стянули большие силы полицейских. Несмотря на присутствие стражей порядка, цыгане продолжали препятствовать работе газовых служб по устранению неполадок. Начальник регионального управления МВД Сергей Галкин 18 марта сообщил: «Зарегистрированы материалы о нападении на сотрудников СМИ. Дело по статье 144 УК РФ о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов находится в прокуратуре, после чего будет направлено в следственные органы».

МАРТ, 16
МТК «Краснодар Плюс»
В ходе пресс-конференции, организованной в Краснодаре депутатом Государственной Думы Сергеем Обуховым в гостинице «Интурист», случился досадный инцидент. Организаторы пресс-конференции не пустили в зал журналистов МТК «Краснодар Плюс», и те подняли в коридоре такой шум, что спикеры Обухов и Лузинов вынуждены были общаться с прессой с помощью микрофонов. Журналисты, присутствующие в зале, поинтересовались, почему некоторые их коллеги остались за дверями и их не пускают. Депутат ЗСК от КПРФ Сергей Лузинов ответил, что эти люди не аккредитованы, а Сергей Обухов добавил, что не допущенные на пресс-конференцию журналисты – сотрудники телекомпании «Краснодар Плюс» - на одном из прошлых мероприятий, проводимых КПРФ, устроили провокацию. Журналисты из МТК «Краснодар Плюс» возмущены тем, что перед ними захлопнули двери конференц-зала. Анна Федорова, корреспондент службы информации телеканала «Краснодар Плюс», считает это нарушением своих прав: «В пятницу 11 марта к нам пришел по электронной почте пресс-релиз о предстоящей пресс-конференции депутата Госдумы С.П. Обухова. Мы позвонили по указанному в письме телефону, представились и попросили нас аккредитовать, но пресс-секретарь нам ответил, что поменяли формат, и пресс-конференция будет закрытой. В итоге, несмотря на то, что мы все-таки пришли, нас с оператором Евгением Гирником в зал не пустили». Фильтровать журналистов на угодных и неугодных в странах с развитой демократией считается табу. В Краснодарском крае к так называемой «аккредитации» в последние годы исполнительная и законодательная власть прибегает все чаще и чаще. Мы попросили прокомментировать этот конкретный случай специалиста Центра защиты прав СМИ (Воронеж), медиаюриста Екатерину Зубань. «Мероприятие было открытого характера, на это указывают активные действия КПРФ. Они сами намеренно разослали многочисленным СМИ пресс-релиз конференции. Однако, узнав, что с конкретной телекомпанией у них имеется конфликт, решили ограничить доступ журналистов к конференции, сославшись на закрытость мероприятия. Тем самым проведя некий отбор по собственному усмотрению. На мой взгляд, имеется нарушение права на доступ к информации», - прокомментировала ситуацию в Краснодаре Е. Зубань.

МАРТ, 16
Елена Милашина
Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев обратился в следственные органы с просьбой возбудить уголовное дело в отношении корреспондента «Новой газеты» Елены Милашиной, которую он обвиняет в распространении заведомо ложных сведений о спикере чеченского парламента Магомеда Даудова. «Руководствуясь действующим законодательством РФ, прошу привлечь Милашину Елену Валерьевну к уголовной ответственности», - говорится в опубликованном на сайте регионального омбудсмена заявлении. По данным уполномоченного, в статье от 10 марта Милашина утверждает, что 22 февраля сотрудники чеченской полиции по приказу Даудова пытались вывезти одного из правозащитников «Комитета по предотвращению пыток», но не сумели, поскольку тот успел по телефону связаться с коллегами. При этом, пишет омбудсмен, Милашина достоверно знала, что в отношении Даудова не было возбуждено дело по статье «похищение человека» и не был вынесен обвинительный приговор.

МАРТ, 17
Радио «Эхо Москвы»
В Тюмени прекратилось вещание радиостанции «Эхо Москвы». Слушатели звонят и пытаются выяснить, в чем дело. Самое распространенное объяснение у представителей аудитории радиостанции в Тюмени – сказывается приближение выборов в законодательные органы страны и Тюменской области, которые должны состояться в сентябре 2016 года. Это была в тюменском эфире единственная, разговорная политическая радиостанция, которая в режиме прямого эфира вела рассказ о событиях, происходящих в стране и в мире. Обсуждение новостей ведется редакцией радиостанции «Эхо Москвы» с привлечением широко спектра экспертов и участников политической жизни страны самого разного политического «окраса». Правообладателем трансляции популярной политической радиостанции в столице Западной Сибири является медиахолдинг «Сибинформбюро». В технической службе этой компании заявили, что трансляции «Эхо» больше не возобновятся, так как сломался передатчик, а на покупку нового финансирование не предусмотрено. В свою очередь, в тюменском филиале Российской телевизионной и радиовещательной сети, обслуживающем передатчик, отрицали факт поломки передающего оборудования. По словам сотрудников госкомпании, причина отключения – задолженность медиахолдинга «Сибинформбюро» перед РТРС. Если в течение 2-х ближайших месяцев правообладатель не выплатит задолженность и не возобновит вещание на указанной волне, то по условиям выданной лицензии на вещание, он потеряет право на трансляцию.

МАРТ, 17
Игорь Рудников
В Калининграде около 15.00 совершено нападение на учредителя и редактора газеты «Калининградские «Новые колеса», депутата регионального парламента Игоря Рудникова. На проспекте Мира неизвестные ранили его ножом. Игорь Рудников был доставлен в больницу, ему сделана операция. Как сообщила глава регионального министерства здравоохранения Людмила Сиглаева, его жизни ничего не угрожает. Полиция уже разыскала автомобиль, на котором скрылись нападавшие. По предварительным данным, в нападении участвовали два высоких человека, которых хорошо запомнили случайные очевидцы происшествия. Игорь Рудников - член постоянного комитета по международным и межрегиональным связям, безопасности и правопорядку регионального парламента. В 1998 году на Игоря Рудникова уже нападали – неизвестные избили его металлической трубой (см. монитор за июль 1998 года). Игорь Рудников рассказал корреспонденту Клопс.Ru об обстоятельствах последнего нападения на него. «У меня нет никаких бытовых конфликтов, я напрямую это связываю с журналистской деятельностью, с публикациями материалов в газете. Можно полистать за последний месяц газету и сделать определенные предположения. А что касается нападения, понятно, что они могли бить не в бок, а в шею. Они хотели унизить и запугать. Меня поразила дерзость. Это было прямо в кафе. Я только открывал дверь и в этот момент они напали», - сообщил журналист. Рудников рассказал, что сразу после нападения неизвестные скрылись, а к нему подбежали прохожие и сотрудники кафе, чтобы помочь. «Сотрудница кафе до приезда скорой держала раны, чтобы уменьшить кровотечение. Они меня покромсали практически. Я очень признателен ей», - добавил он. На следующий день было возбуждено уголовное дело по статье 213 УК РФ («Хулиганство»).

МАРТ, 18
Александр Соколов
Хамовнический районный суд Москвы продлил срок содержания под стражей корреспонденту РБК Александру Соколову, обвиняемому в организации экстремистского общества (статья 282.2 УК РФ). Следователь вновь настаивал на том, что журналист входил в запрещенную организацию, передает РБК. Адвокат Соколова Ольга Чавдар утверждала, что следователь не представил новых доказательств для обоснования ареста. «Ходатайство о продлении ареста слово в слово повторяет старые обращения, мы его видим в четвертый раз», - сказала защитник. Адвокат добавила, что за последние три месяца с ее подзащитным не провели ни одного следственного действия. По версии следствия, журналист входил в Инициативную группу за проведение референдума «За ответственную власть», которая, по версии следствия, продолжила деятельность запрещенной организации «Армия воли народа». Обвиняемыми по делу проходят также публицист Юрий Мухин и его соратники Валерий Парфенов и Кирилл Барабаш. В декабре президент России Владимир Путин на большой пресс-конференции по просьбе представителя РБК пообещал разобраться в ситуации Соколова. Соколов был одним из авторов расследования РБК о хищениях при строительстве космодрома Восточный, которое было опубликовано 6 июля 2015 года.

МАРТ, 18
Газета «Ведомости»
Издатель газеты «Ведомости» ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа» подало иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к генеральному директору агентства «Социальные сети» Денису Терехову. Издание требует опровержения информации о возможности за деньги «заблокировать» негативные публикации в газете. Данные сведения Терехов опубликовал у себя на странице в Facebook в сентябре 2015 года, передает «Интерфакс». Терехов, по данным СМИ, в своей публикации дал понять, что якобы заплатил 100 тысяч долларов за непубликацию определенных материалов, но подтверждения своих слов не предоставил. «Обвинения в том, что можно заплатить сотруднику газеты и якобы как-то влиять на редакционную политику с помощью денег, порочат нашу деловую репутацию», - сказал юрист «Ведомостей». Материальных претензий «Бизнес Ньюс Медиа» к Терехову не выдвигает. Иск рассматривает Головинский районный суд Москвы.

МАРТ, 18
Вячеслав Егоров
ФСБ провела обыск по статье о призывах к сепаратизму в квартире журналиста издания «Региональные вести» Вячеслава Егорова в Коломне. Об этом Егоров сообщил в своем фейсбуке. По словам журналиста, несколько офицеров ФСБ и МВД со свидетелями пришли к нему в квартиру с обыском в 07:00. Егоров добровольно сдал свой ноутбук и мобильный телефон, компьютеры его детей посмотрели, но забирать не стали. После составления протоколов его отвезли в управление ФСБ, где он подтвердил, что ему принадлежит аккаунт в фейсбуке, и не стал давать объяснений, сославшись на статью 51 Конституции. «Сейчас идет проверка вопиющих фактов, но уже есть исследования каких-то специалистов, оценивших мои блогерские способности и нашедших в моих постах некую крамолу. Уголовного дела пока нет, пока только думают, что конкретно предъявлять», - пояснил журналист. Егоров сообщил, что в постановлении на обыск в качестве обоснования были указаны оперативно-розыскные мероприятия по статье 280.1 («Публичные призывы к сепаратизму»). Журналист отметил, что «на словах опера объяснили, что рассматривается еще и статья 319 («Оскорбление представителя власти») по отношению к президенту и председателю правительства».

МАРТ, 20
ЗАО «Аксель Шпрингер Раша»
ООО «Праводник»
ООО «БФМ.ру»
АО «Коммерсантъ»
ООО «Медиа Новости»
Арбитражный суд Москвы отказался удовлетворить иск юридического бюро «Григорьев и партнеры» к ряду СМИ с требованием опровергнуть информацию о том, что главная фигурантка дела «Оборонсервиса» Евгения Васильева после УДО должна стать сотрудницей организации. Соответствующее решение было вынесено судьей Андреем Чадовым в конце февраля. Ответчиками по иску выступали ЗАО «Аксель Шпрингер Раша», ООО «Праводник», ООО «БФМ.ру», АО «Коммерсантъ» и ООО «Медиа Новости». Летом минувшего года, перед тем как Васильева оказалась на свободе, появилась информация о том, что адвокаты Хасан-Али Бороков и Дмитрий Харитонов подали ходатайство об условно-досрочном освобождении их подзащитной. При этом в нем якобы отмечалось, что экс-чиновница, окончившая с красным дипломом юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, после освобождения трудоустроится по специальности – юристом в юридический центр «Григорьев и партнеры». Как утверждал гендиректор юрфирмы Никита Федоров, информация о трудоустройстве Васильевой не соответствовала действительности. Он подчеркивал, что «компании не хотелось бы быть инкорпорированной в негативный общественный фон в качестве работодателя одной из фигуранток дела «Оборонсервиса». Кроме того, Федоров ссылался на комментарии в форумах СМИ, где интернет-пользователи с негодованием оценивали новость о возможном трудоустройстве Васильевой. Из решения Чадова следует, что оспариваемая истцом информация не является утверждениями о фактах или событиях, которые не имели места в реальности. Как правильно указали ответчики, утверждение о трудоустройстве лица после УДО в какой-либо компании не означает автоматически утверждение о том, что юркомпания каким-либо образом фигурировала или имела отношение к уголовному делу. Суд решил в удовлетворении требований ООО «Юридическое бюро «Григорьев и партнеры» отказать в полном объеме. Решение уже обжаловано в 9-й арбитражный апелляционный суд, его рассмотрение назначено на 21 марта.

МАРТ, 21
Интернет-издание «СуперОмск»
Интернет-издание «Бизнес-курс»
Интернет-издание «Деловой Омск»
Аскер Абишев
Судья Куйбышевского районного суда Омска Сергей Москаленко, отстраненный на два месяца от ведения судебных дел, решил восполнить этот пробел разбирательствами с местной прессой. По его искам пройдут четыре процесса: он требует с трех интернет-изданий («СуперОмск», «Бизнес-курс», «Деловой Омск») компенсации причиненного ими вреда его чести, достоинству и репутации. Оскорбили истца публикации, в которых рассказывалось о взятке в сумме более 8 млн. рублей, полученной им, по версии следствия, от предпринимателя Виктора Берга, строительная фирма которого оставила без жилья сотни дольщиков. За эти деньги, по данным областного СУ СКР, судья должен был вынести бизнесмену оправдательный приговор, но не успел, поскольку 15 октября 2015 года накануне судебного заседания Виктор Берг был убит. А три недели спустя было совершено покушение на убийство самого Москаленко: в подъезде его дома неизвестный нанес ему 4 ножевых ранения, однако судья быстро оправился от этих ударов - из больницы он вышел 1 декабря. Через два дня после его выписки председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин направил в квалификационную коллегию облсуда представление с просьбой дать согласие на возбуждение в отношении Москаленко уголовного дела. 12 февраля сего года коллегия приостановила его полномочия на два месяца, сняв с него судейскую неприкосновенность. Что не понравилось истцу в оспариваемых им публикациях, основанных на информации, размещенной на сайте следственного ведомства, определить трудно. В карточках дел, принятых к рассмотрению тремя судами, пишут «Коммерческие вести», не поясняется суть его претензий и требований. В одной из заметок, вероятно, его обидела авторская «подача» (или интерпретация) официальной информации (в соответчики привлечен журналист «Делового Омска» Аскер Абишев). Моральные страдания, причиненные ему интернет-изданием БК55 («Бизнес-курс»), истец оценивает в 100 тыс. рублей. Суммы исковых требований к остальным ответчикам пока остаются тайной, сами они до начала разбирательств воздерживаются от комментариев. Рассмотрение исков по существу начнется в последних числах марта.

МАРТ, 21
Газета «Олония»
В Карелии глава администрации Олонецкого района заставил муниципальную газету «Олония» раскошелиться и теперь сам может пострадать из-за этого. История началась ещё в ноябре 2015 года, когда глава Олонецкой районной администрации Сергей Прокопьев принудил руководство районной газеты «Олония» стать одним из спонсоров ежегодно организуемых в районе «Олонецких игр Дедов Морозов». Редакция часть собственных средств - около 80 тысяч рублей - должна была передать на проведение новогоднего праздника. Не исполнить поручения учредителя, коим администрация района является по отношению к газете «Олония», было сложно, потому что Прокопьев в ультимативной форме заявил: либо его приказ выполняется, либо руководитель издания должен искать себе новое место работы. Редакция подчинилась приказу, заключила договоры с предпринимателями, обязуясь выплатить им за «подарочную работу» требуемые деньги. Но когда пришло время рассчитываться, бухгалтер газеты, понимая, что её толкают на нарушение финансовой дисциплины, заставляя использовать не по назначению деньги предприятия, обратилась с письмом Олонецкий райфинотдел, спрашивая: каким образом оформлять сделку, если та противоречит нормам закона? В ответ пришла отписка, так как здесь тоже сообразили, что лучше держаться подальше от подозрительной истории, которая может превратиться уголовную. То же самое прекрасно понимала и бухгалтер газеты, прямо говоря, что использование средств не по назначению влечёт за собой не только административную, но и уголовную ответственность. К тому времени в редакции сменился главный редактор, вновь назначенная Т. Зенина, кстати, вместе с Прокопьевым работавшая прежде в полиции, взяла в редакционной кассе деньги под отчёт и рассчиталась с предпринимателями. Когда пришло время уже её отчета перед редакционной бухгалтерией, она этого не сделала. Тогда бухгалтер удержала деньги с зарплаты редактора, уведомив прокуратуру и администрацию района о происходящем в редакции газеты «Олония». До недавнего времени об этой истории мало кто знал. Но тут в Интернет попала диктофонная запись как раз с того самого прошлогоднего совещания, когда С. Прокопьев требовал от прежнего руководителя газеты направить редакционные деньги на оплату праздничных предновогодних мероприятий. Грубое вмешательство одного из учредителей газеты в финансовую деятельность редакции заставило Союз журналистов Карелии обратиться с заявлением в Олонецкую районную прокуратуру с требованием разобраться в ситуации, которая имеет признаки коррупционности. Конфликт идет по нарастающей. Если обратиться к уставным документам газеты, то из них следует, что автономное учреждение, коим является редакция газеты «Олония», в соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» может расходовать собственные средства только на производство и распространение газеты. Потому требование одного из учредителей издания потратить деньги нецелевым образом (на организацию праздничных мероприятий) должно быть квалифицировано как грубое нарушение закона. И теперь надзорный орган будет разбираться, не превысил ли глава районной администрации своих должностных полномочий?

МАРТ, 21
СМИ Свердловской области
Жители Асбеста, районного центра в Свердловской области, вот уже третью неделю возмущаются решением депутатов городской думы прекратить прямые трансляции с собственных заседаний. Как сообщает «Областная газета», 25 февраля один из депутатов неожиданно выступил с предложением «прекратить из думы делать шоу и отключить трансляцию». Не все из народных избранников были согласны с таким «самообрезанием», а юрист и представитель прокуратуры высказались против, ссылаясь на то, что за гражданами закреплено право на открытое получение информации о действиях местных властей. Но большинство решилось на прекращение практики открытости, действовавшей в течение двух лет. Местный оппозиционер депутат Наталья Крылова убеждена, что отказ от трансляций - это мера против нее, ведь на каждом заседании она выступала с критикой политических сил и конкретных персон во власти. С этим не все согласны. Многие в обществе считают, что депутатам просто не хочется афишировать некоторые свои решения. «Население должно видеть и знать, какие вопросы обсуждают городские власти, кто и как принимает решения, - считает представитель Союза малого и среднего бизнеса города Асбеста Татьяна Плотникова. - В народе это пользуется спросом, люди смотрели и обсуждали дебаты, возникал диалог в обществе». Любопытно, что «старшие товарищи» в Екатеринбургской городской думе и областном Законодательном собрании до сих пор не решились на отказ от трансляций со своих заседаний, идущих на сайтах этих органов.

МАРТ, 21
Издательский дом «Биробиджан»
Корреспондент газеты «Биробиджанская звезда» (Биробиджан) Алексей Зливко написал в Фейсбуке: «С начала марта «Издательский дом «Биробиджан», газеты «Биробиджанская звезда» и «Биробиджанер Штерн» находятся в предсмертном состоянии. Денег в конторе нет, многотысячные долги перед коммунальщиками, и энергетиками. С 4 марта в здании редакции начисто вырубили отопление. Работаем при температуре +4, не снимая с себя верхней одежды. Здание остывает с каждым днем все сильнее, передохли некоторые цветы. Добытые где пришлось электрообогреватели и «турбодуйки» помогают мало, и далеко не во всех кабинетах они есть. Задержка по зарплате составляет уже полтора месяца, выплачивается частями и не всем. С 20-го марта ждем отключения за неуплату электричества и интернета. Все это последствия «работы» прежних генеральных директоров и политики правительства ЕАО по отношению к нам. Обращались к губернатору ЕАО и в управления, писали письма. Губернатор нас пока игнорирует, меж тем дав на ЕАОМедиа интервью, где фактически называет ИД крохоборами, требующими от правительства только денег. На одной из встреч с далеко не первыми лицами правительства нам даже не слишком завуалированно намекнули, чтобы народ искал другую работу. Но никто не увольняется, идти людям некуда... Ходят тревожные разговоры о капитальной реорганизации предприятия и увольнительных расчетах с работниками... Так печально в редакции за всю мою работу там - около 14 лет - не было еще никогда».

МАРТ, 21
Информационное агентство «Дейта»
Расследования в высших кругах ведет к «зачистке» информации, считает известный в крае журналист - расследователь Виктор Булавинцев. Во Владивостоке началась «чистка» среди руководства Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Задержаны проректоры Алексей Цхе и Виктор Атаманюк, подозреваемые в злоупотреблении должностными полномочиями. По версии следствия, в 2011 году между ДВФУ и ООО «Современный университет» был заключен контракт на оказание услуг по созданию информационно-технической системы на общую сумму свыше 647 млн. рублей. Исполнение услуг затягивалось, началось расследование, обыски в жилищах и по месту работы подозреваемых, была изъята документация, допрашивались свидетели… Оба подозреваемых задержаны. Решается вопрос об избрании в отношении них меры пресечения. Обо всем этом сообщило следственное управление СК России по Приморскому краю. На следующий день в СМИ просочилась информация, что сотрудники УФСБ по Приморскому краю приходили и за Игорем Ватулиным, бывшим в 2010-2012 годах проректором ДВФУ по экономике и финансам, ныне - главе департамента государственных программ и финансового контроля в администрации Приморского края. Информацию успело опубликовать информационное агентство «Дейта», однако её быстренько «зачистили», и с сайта она исчезла (хотя и успела разойтись по социальным сетям). Случай не первый. Год назад произошёл казус с выемкой документов в медцентре ДВФУ (московской компании ЮНИКС перечислялись деньги за фактически не выполнявшиеся работы). Вместо директора МЦ ДВФУ Олега Бубнова «стрелочником» выступил главный инженер А. Наумов, подписывавший акты. Материалы проверок Росздравнадзора и УФСБ по Приморскому краю канули в безвестность, уголовных дел в отношении руководства Медцентра ДВФУ и университета не последовало. И эта информация с сайтов исчезла…

МАРТ, 21
Газета «Вечерняя Уфа»
Газета «Уфимские ведомости»
Газета «Уфимская неделя»
Газета «Республика Башкортостан»
В Уфе в здании Дома печати по адресу ул. 50-летия Октября, 13 отключили отопление за долги организаций перед ООО «БашРТС». Теперь журналисты десятка редакций обогревают свои помещения с помощью электроприборов. Один из арендаторов здания - ГУП «Издательство Башкортостан». В предприятии подтвердили отсутствие тепла, отметив, что не знают, когда оно будет включено. В частности, в здании располагаются офисы газет «Вечерняя Уфа», «Уфимские ведомости», «Уфимская неделя», «Республика Башкортостан» и Союз журналистов РБ.

МАРТ, 21
Святослав Цеголко
Донецкий суд Ростовской области не пустил пресс-секретаря президента Украины Святослава Цеголко на оглашение приговора украинской военнослужащей Надежде Савченко, обвиняемой в убийстве журналистов ВГТРК в Донбассе летом 2014 года и незаконном переходе границы РФ и Украины. По версии следствия, офицер вооруженных сил Украины Надежда Савченко 17 июня 2014 года находилась в расположении батальона «Айдар» в районе поселка Металлист Славяносербского района Луганской области, где вела скрытое наблюдение и корректировку артиллерийского обстрела по участку блокпоста луганских ополченцев с находившимися на нем мирными гражданами, в том числе тремя россиянами - корреспондентами ВГТРК. Двое из них, Игорь Корнелюк и Антон Волошин, в результате обстрела погибли.

МАРТ, 21
«Новая газета»
«Коммерсант»
Телеканал «Мир»
Радиостанция «Эхо Москвы»
«Интерфакс»
РИА Новости
«Медиазона»
ВВС
Телеканал Дождь
Журналистов не пускают в здание Донецкого суда (Ростовская область), где проходит оглашение приговора украинской летчице Надежде Савченко. Об этом сообщает корреспондент Дождя. По словам корреспондента, журналисты вышли из суда во время перерыва. Когда они, примерно за 40 минут до возобновления заседания, попытались зайти обратно, им заявили, что пропустить их не могут. Мотивировали отказ тем, что зал для прессы переполнен. Корреспондент рассказала, что всего в зал заседания не пустили представителей «Новой газеты», «Коммерсанта», телеканала «Мир», радиостанции «Эхо Москвы», «Интерфакса», «РИА Новости», «Медиазоны», «Бибиси» и Дождя. Также не сумели попасть в здание суда представители «Открытой России».

МАРТ, 22
СМИ Перми
Квалификационная коллегия судей Пермского края отказала судье Маргарите Цырулевой в требовании удалить прессу из зала заседаний. Вопрос о дисциплинарной ответственности этой служительницы Фемиды из Соликамска, которая незаконно продлила арест 17-летнему подростку, был рассмотрен гласно. Из-за судейской ошибки этот несовершеннолетний провел за решеткой лишние 1 месяц и 5 дней. М. Цырулевой явно не хотелось огласки. В начале заседания квалификационной коллегии судей Пермского края 22 марта она сказала: «Мне бы не хотелось, чтобы участвовала пресса». Когда председатель коллегии Наталия Нечаева поинтересовалась мотивами такой просьбы, судья ответила: «Без мотивов». Между тем, М. Цырулева еще 5 декабря 2001 года назначена на должность судьи Соликамского городского суда без ограничения полномочий. Служительница Фемиды со столь солидным стажем, надо полагать, должна знать, что гласность – это фундамент правосудия. Ее соблюдение гарантирует, в том числе, и защиту прав подсудимых. Квалификационная коллегия единогласно решила объявить замечание.

МАРТ, 23
СМИ Новочеркасска
В Новочеркасске (Ростовская область) журналистов не пустили на выездное заседание депутатов гордумы. Скандалом завершилось, не успевшее начаться, заседание комиссии новочеркасской городской думы «по вопросам транспорта и связи», которое планировалось провести на базе местного автотранспортного предприятия. Его собственник отказался пускать на территорию журналистов. Позицию руководства компании озвучил заместитель мэра города Игорь Политика: «Присутствие прессы нужно было оговаривать заранее», - коротко прокомментировал неоднозначное решение чиновник. Доводы собравшихся о нарушении закона о СМИ властей не убедили. За журналистов вступились новочеркасские депутаты, отказавшиеся проводить заседание. Прямо на улице, парламентарии проголосовали за перенос мероприятия, попутно решив направить обращение в прокуратуру.

МАРТ, 23
Электронная газета Novokuznetsk.su
В здании администрации Новокузнецка (Кемеровская область) на девять утра было назначено совещание под руководством главы города Сергея Кузнецова по вопросам транспортной сферы. В частности, речь должна была пойти о финансовой деятельности транспортных предприятий и внедрении электронного проездного в муниципальном транспорте. На встречу были приглашены руководители транспортных предприятий, сотрудники управления по транспорту и связи, первый замглавы Евгений Бедарев и депутат Горсовета Андрей Кузнецов. Представителей частных перевозчиков и журналистов по каким-то причинам на мероприятие не пригласили. Однако редакция городской электронной газеты Novokuznetsk.su посчитала важным получить информацию непосредственно из первых рук, и отправила на совещание собственного корреспондента. Узнав о присутствии журналиста в зале, Сергей Кузнецов прервал докладчика и попросил представителя СМИ удалиться, мотивируя своё решение тем, что газета Novokuznetsk.su – «не официальная пресса», «обиженная» на присутствующих и постоянно «передёргивает факты». После заявления главы: «либо мы сейчас все уходим ко мне в кабинет, либо вы покидаете помещение», корреспонденту Novokuznetsk.su ничего не оставалось, кроме как покинуть зал.

МАРТ, 23
Газета «Маяк»
В городе Сосновый Бор (Ленинградская область), журналисты местной газеты «Маяк» пытались добыть информацию о судьбе будущего памятного знака в районе бывшей деревни Ракопежи, и о том, какое все же место для него будет выбрано. Однако чиновники сосновоборской администрации препятствовали работе прессы. Сначала члены комиссии по установке знака со стороны администрации отказали корреспонденту «Маяка» в возможности присутствовать на месте установки памятника под неожиданным предлогом, что «это внутренняя поездка».

МАРТ, 24
Ольга Ли
В Курской области возбуждено уголовное дело в отношении депутата Курской областной думы, редактора газеты «Народный журналист» Ольги Ли, недавно обвинившей президента России Владимира Путина в «преступном заговоре против собственного народа» и «пропаганде насилия», заполнившей государственные телеканалы, - сообщает Радио Свобода. Факт возбуждения уголовного дела подтвердила сама Ольга Ли. Она сообщила, что об уголовном деле против нее узнала на заседании депутатов Курской облдумы от первого заместителя прокурора Курской области Николая Студеникина. По словам Ли, в конце слушания депутаты «Единой России», КПРФ и ЛДПР открыто выразили ей своё недовольство. Депутат Курской облдумы Ольга Ли больше двух недель назад выложила в YouTube ролик, в котором подвергла резкой критике главу государства. Ли заявила, что проводимая Путиным внешняя и внутренняя политика привела к краху финансовой системы России и подавлению правового государства. По оценке депутата, рейтинг Путина в Курской области не превышает 25 процентов. Вот что рассказала Ольга Ли: «Официальное постановление о возбуждении уголовного дела я пока не получила, но председатель облдумы и зампрокурора сообщили мне, что из-за моих обращений к президенту России на меня завели уголовное дело. Обвиняют в клевете и экстремизме. Скоро, видимо, я получу постановление об этом. Больше всего меня критиковали за то, что я не поддерживаю присоединение Крыма к России и оскорбляю Путина. Меня осудили депутаты всех партий. Депутат КПРФ говорил, что мои слова о незаконном присоединении Крыма разъединяет страну, а надо в это сложное время консолидироваться вокруг Крыма. Депутат предложил мне публично покаяться и отказаться от своих слов. Я сказала, что действия сегодняшней власти приведут страну к войне. Я не хочу этого, и от своих убеждений не буду отступаться. Я высказала свои оценочные суждения, на которые имею право. Я была готова к проблемам и буду их решать по мере поступления», - сказала Ли. Информация о возбуждении уголовного дела появилась на сайте Следственного комитета Курской области. На сайте ведомства, в частности, сообщается, что подозреваемая в номере за сентябрь-октябрь 2015 года газеты «Народный журналист» опубликовала статью под названием «Заявление о привлечении прокурора области Филимонова к уголовной ответственности». В данной статье автор распространила заведомо ложные сведения, порочащие честь, достоинство и подрывающие профессиональную репутацию судьи Ленинского районного суда города Курска, обвинив его в вынесении заведомо неправосудного решения по делу об административном правонарушении. Речь идёт о случае, о котором сама Ольга Ли рассказала корреспонденту Радио Свобода: «Корреспондент издания «Народный журналист», которое я возглавляю, в мае 2015 года пришла с заявлением на действия областного прокурора в прокуратуру. Она стояла около здания прокуратуры вместе с коровой. Мы корову не приводили, но знали, что она там будет. Нашего сотрудника обвинили в проведении несанкционированного митинга. Судья Шурова вела себя во время заседания некорректно, например, она еще до его окончания говорила, что наша сотрудница виновна. О статье, где мы описали действия судьи, вспомнили только сейчас, полгода спустя, после моих роликов с критикой президента, рассказала Ольга Ли. В Следственном управлении Следственного комитета по Курской области от комментариев в связи с информацией об открытии уголовного дела отказались.

МАРТ, 24
Юлия Скорнякова
В Чите на общественных слушаниях по строительству храма прихожанка церкви ударила журналиста ИА «Чита.Ру», попыталась выхватить телефон и едва его не сломала. В ходе слушаний читинцы встретили смехом слова представителя разработчика проекта застройки о том, что в городе не хватает церквей. «Я снимала выступление Екатерины Щербаковой, женщина из-за спины выкрикивала в её адрес резкие реплики. Для того, чтобы показать, кто кричит, я обернулась. Сразу после этого женщина ударила меня, попыталась выхватить телефон и едва его не сломала», - сказала корреспондент Юлия Скорнякова.

МАРТ, 25
«Ньюс Медиа»
Продюсер Владимир Киселев подал в суд на компанию Арама Габрелянова «Ньюс Медиа» и музыкального продюсера Иосифа Пригожина. Об этом сообщила директор юридического департамента холдинга News Media Елизавета Худякова. «Мы только на днях получили иск… Финансовых претензий у Киселева нет. Мы будем отстаивать свою позицию в суде, мы не несем ответственность за цитаты спикеров в эфире радиостанции», - заявила Худякова RNS, уточнив, что претензии Киселева касаются цитирования на сайте радиостанции «Русская служба новостей», принадлежащей «Ньюс Медиа», эфира выступления Пригожина. Как следует из материалов иска, оказавшихся в распоряжении RNS, в интервью Пригожина радиостанции от 17 сентября 2015 года обсуждалась деятельность Киселева и музыкальных коллективов, продюсером которых он выступает, в рамках мероприятий, приуроченных к референдуму о статусе Крыма.

«В результате действий ответчиков истец испытал сильное эмоциональное волнение и переживание относительно искусственно сформированного вокруг него негативного мнения», - указано в материалах иска.

МАРТ, 25
Сайт российского подразделения Transparency International
Сайт российского подразделения Transparency International подвергся DDoS-атаке в пятницу, 25 марта. В этот же день был опубликован доклад о «квартире вице-премьера Дмитрия Рогозина» стоимостью 500 млн. рублей. Как сообщил «Ведомостям» заместитель директора центра Илья Шуманов, DDoS-атака началась c 14:45 мск, в результате чего сайт практически недоступен. Он связал атаку с публикацией материала о Рогозине. «Никаких других острых текстов в эти дни мы не публиковали», - заявил Шуманов. Российское отделение международной антикоррупционной организации Transparency International рассказало об элитной квартире, которая, по данным НКО, может принадлежать вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Речь идет о квартире площадью 346 кв. м, которая находится на Староволынской улице. Стоимость этого объекта недвижимости превышает полмиллиарда рублей, утверждают в Transparency, что в десять раз больше дохода семьи вице-премьера за четыре года.

МАРТ, 27
Наталья Яковлева
Ирина Краевская
Собственный корреспондент «Учительской газеты» в Сибири (номинант премии имени Сахарова за 2015 год) Наталья Яковлева и корреспондент областной газеты «Четверг» Ирина Краевская принесли в школу № 95, что на окраине Омска, «террористическую угрозу». Именно так дословно (слова записаны на диктофон) расценила их появление в своем кабинете директор этого учебного заведения Ольга Олексина. Журналистки пришли, чтобы разобраться в случившемся здесь инциденте, о котором накануне сообщили многие местные и федеральные СМИ. Как это часто случается со скороспелыми «сенсациями», рассказали они правду только с одной стороны – в интерпретации здешнего начальства выглядела она так: преподаватель физкультуры Светлана Савельева «избила шестиклассника скакалкой», за что была уволена в тот же день, без объяснений и разбирательств. Кроме того, прокуратура Советского округа возбудила по заявлению матери «пострадавшего» уголовное дело. Из разговора с уволенной учительницей, учениками из параллельных классов Наталье Яковлевой стало ясно, что суть происшествия сложней и страшней, чем представлялась из новостей. По словам педагога, произошло следующее: принимая норматив по прыжкам со скакалкой, она обратила внимание, что в другом конце зала четверо учеников хлещут скакалками пятого – тихого, сутулого мальчика Сергея Ш. (дети рассказывают, что издеваются над ним часто, что он изгой в этом классе, о чем руководитель школы, наверное, не догадывается) и побежала его выручать. Увидев ее, драчуны разбежались. Одному из них досталось, в сердцах Светлана взмахнула рукой, в которой держала вдвое сложенную скакалку - попавший под горячую руку Никита З. пожаловался маме, она – директору, и та незамедлительно «приняла меры». Журналистки собирались задать директору Ольге Олексиной много вопросов, в частности, известно ли ей о том, что в классе, где случилось ЧП, учащиеся травят своего одноклассника и что его единственной защитницей была уволенная учительница. О встрече с директрисой предварительно договорились по телефону. «К моменту нашего прихода - рассказывает Наталья Яковлева – в ее кабинете собралась вся администрация. Представились, показали удостоверения, сказали, что хотим получить комментарий». В ответ последовало начальственно-хамское: «Я устала уже со всеми вами общаться». Наталья сказала ей, что должность директора к этому обязывает. «Как вы смеете так нагло разговаривать?» - воскликнула школьная начальница. Дальнейшие фрагменты диктофонной записи создают ощущение нереальности происходящего: «Вы ворвались в мой личный кабинет (г-жа Олексина явно путает личное с общественным – Г.Б) …Я расцениваю вас, как террористическую угрозу!». После этих слов директор нажала тревожную кнопку, предназначенную для вызова группы быстрого реагирования в случае возникновения опасности теракта или уже свершившегося факта. Примчавшиеся на вызов бойцы в бронежилетах и касках, по счастью, оказались людьми адекватными, задерживать журналисток не стали, вежливо попросили написать объяснения, что и было сделано, журналисты написали также и заявления о воспрепятствовании профессиональной деятельности. Тем все и кончилось: задать вопросы директору школы не удалось. Осталось неясным, как она расценивает ситуацию в классе, где случилась «сенсация», и не кажется ли ей аморальным преподнесенный ею детям, да и взрослым тоже, урок: вступаться за слабых и беззащитных – неправильно. Есть вопросы и к правоохранительным органам: в частности, собираются ли они разбираться с коллективной травлей ученика, или ограничатся наказанием защитившей его учительницы?

отказ в инф – 2 раза / другое – 2 раза

МАРТ, 28
Газета «Накануне»
Сергей Костромин
В Златоусте (Челябинская область) проходит прелюбопытный судебный процесс - глава города Вячеслав Жилин защищает свою честь и достоинство, на которую якобы посягнули редакция газеты «Накануне» и ее редактор Сергей Костромин. Журналисты разместили в номере за декабрь 2015 года статью «Развлечения нынешней власти», c подзаголовком «Мэр Златоуста Вячеслав Жилин уволил заместителя директора спортивной школы № 1 Николая Кичигина за то, что тот мешал ему развлекаться». Речь в ней шла о лыжных соревнованиях на кубок главы Златоуста. В частности, в материале сообщалось, что во время соревнований на лыжню внезапно выскочила группа снегоходов. И на глазах спортсменов и тренеров из 12 регионов России и Казахстана, они с гиканьем на большой скорости понеслись по склону. Их попытались остановить, урезонить: здесь идут соревнования, прекратите… Но лихачи продолжили свои дикие гонки по трассе и фактически испортили ее. Соревнования невозможно было продолжать. Возмутившись этим, тот самый замдиректора спортшколы на «Буране» поехал за ними, попытался их остановить, но бесполезно. Затем вытащив легкий молоток, догнал одного, и постучал молотком по шлему одного из них: мол, стой, что ты делаешь? Ему удалось остановить группу, началось разбирательство, и затем он узнал в одном из лихачей главу Златоуста Вячеслава Жилина (когда тот снял шлем). Глава тут же пригрозил уволить замдиректора спортшколы с работы, а другие респектабельные гонщики на снегоходах (из числа родственников чиновников федерального округа) пообещали неприятности. Сегодня тот, кто пытался остановить лихачей, заместителем директора уже не работает. Уволен и его непосредственный начальник. А редакции газеты «Накануне» приходится отвечать в суде за материал о гонках, организованных для «особо почетных гостей». На первом судебном заседании свидетели происшедшего инцидента на трассе подтвердили, что в статье С. Костромина «Развлечения нынешней власти» все события изложены верно. Опровергнуть фразы, что глава с другими гонщиками «катались на снегоходах во время лыжных соревнований» невозможно, потому что свидетели узнали главу. Он был в той же самой экипировке, что и гонщики на снегоходах. Но юрист администрации Златоуста просит опровергнуть сам факт пребывания главы среди лихачей. Судья Фролова назначила следующее заседание на 18 апреля.

МАРТ, 28
Газета «Тагильский рабочий»
Второй год жители Нижнего Тагила, второго по численности города в Свердловской области, с некоторым недоумением наблюдает за тем, как их любимая газета «Тагильский рабочий» «усыхает» в объеме. Выходящее с 1906 года издание всегда составляло конкуренцию областным СМИ, выходя весьма приличным тиражом пять раз неделю. Но со второго полугодия 2015 года газета внезапно перешла на двухразовый выпуск и формат А3. «Политика тут практически не замешана, - рассказал корреспонденту ФЗГ заместитель главного редактора Борис Минеев, - виновата экономика, а конкретно - уменьшение рекламного рынка. Городской бюджет нам ведь гарантировал только зарплату, а на все остальные расходы - на аренду, на бумагу, на распространение и прочее - мы зарабатывали сами. Так что от «оптимизации», предложенной городскими властями, отказаться было нереально. Но с 1 июля текущего года «Тагильский рабочий» станет вовсе еженедельником, потеряв в объеме 8 полос, так что в коллективе сейчас понимают: сокращение кадров продолжится, ведь в прошлом году уже были вынуждены уйти 5 сотрудников. Придется пожертвовать и частью помещений. Против реорганизации попытались выступить городские депутаты. Как рассказал «Областной газете» Вадим Раудштейн, «в бюджете заложены 13 миллионов рублей в расчете на двухразовый выпуск. Непонятно почему накануне сентябрьских выборов возможности газеты сокращаются». Впрочем, в Думе прекрасно понимают, что в администрации города стараются перед выборами «собрать в кулак» прессу, местное телевидение, муниципальную рекламную фирму. Кто при этом в проигрыше, очевидно - это журналисты и их аудитория. ФЗГ следит за развитием событий.

МАРТ, 28
Газета «Кримська світлиця»
Единственная Крыму выходящая на украинском языке общественно-политическая литературная газета «Кримська світлиця» («Крымская светлица») прекратила выпуск. Как сообщает сайт «Крым. Реалии», в номере за 25 марта было указано, что это последний выпуск газеты в Крыму. 14 марта вышел приказ гендиректора Национального газетно-журнального издательства о переводе редакции из Симферополя в Киев. Крымские сотрудники газеты считают такое решение несправедливым и подчеркивают, что «практически, с самого начала «Кримська світлиця» – «своя среди чужих, чужая среди своих». Они требуют от власти внимания и государственного отношения к гуманитарным проблемам украинцев в Крыму. По их мнению, лучшим доказательством стабильного спроса на газету являются тысячи посетителей сайта издания. На странице в «Фейсбуке» отмечается, что в соцсети у газеты две тысячи друзей. В Национальном газетно-журнальном издательстве объяснили решение о переводе в Киев тем, что издатель не может нести ответственность за безопасность штатных работников, находящихся на территории Крыма. С мая 2015 года газета выходит только в электронном виде. «Кримська світлиця» издается в Крыму с 1992 года. После прихода к власти на Украине Виктора Януковича, в апреле 2010 года газета прекратила выход как печатное издание. С июля 2011 года она вновь начала печататься в обычном формате. После присоединения Крыма к России в 2014 году на материковую Украину переехали ряд проукраинских и крымско-татарских СМИ, не поддерживающих оккупацию полуострова или не прошедшие регистрацию по российскому законодательству.

МАРТ, 28
Газета «Дальневосточные ведомости»
В конце января в редакцию популярной газеты «Дальневосточные ведомости» нагрянули представители правоохранителей с обыском. Поводом для их появления в редакции стало выступление в эфире Марины Ломакиной, рассказавшей на радиостанции «Владивосток FM» о срывах строительства двух гостиниц «Хайятт», запланированных к саммиту АТЭС. Саммит прошёл 4 года назад, гостиницы не построены, деньги потрачены, скандалы продолжаются… После этого выступления в редакции прошли обыски. Редактор газеты Александр Сырцов уволился. Но события на этом не закончились. Газета «Дальневосточные ведомости» (а затем и российская газета «Vostok today») напечатали статьи с фотографиями о непонятном использовании вертолета для полета губернатора Владимира Миклушевского с грузом шампанского. Новая публикация вызвала не только большой интерес, но и новый скандал, обыски и допросы. А после видео «про вертолёт» особый интерес появился и к многолетнему директору радио «Владивосток» FM Константину Терехову, который сообщил, что на следующий день после выхода в эфир этого видео пришли к нему домой, хотя он был в командировке. Его жену при трехлетнем ребенке поздно вечером в течение 3 часов допрашивали на тему, «на какие деньги она купила свой автомобиль». В течение долгого времени ему звонили и настаивали на встрече самые разные люди с «просьбами» продать либо отдать им видео.

МАРТ, 28
СМИ Ленинградской области
Депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский обратился к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой проверить действия главы Выборгского района Валерия Гарнеца. По мнению парламентария, отказавшись пускать журналистов на встречу жителей Старопарголовского квартала с городскими властями и представителями компании «Строительный трест», районная администрация могла нарушить закон «О СМИ». По словам Вишневского, представители СМИ не были допущены до встречи, состоявшейся 27 марта в районной администрации Выборгского района, по личному распоряжению Валерия Гарнеца. На своей странице в Facebook депутат подчеркнул: мероприятие не было закрытым, обязательная предварительная аккредитация не требовалась, а присутствовавшие на встрече жители Старопарголовского квартала не возражали против присутствия прессы. «По личному распоряжению главы района Валерия Гарнеца на встречу не пустили представителей СМИ, в том числе телевидение. Мол, «они не аккредитовались» (требования обязательной аккредитации не заявлялось), «пусть подождут» (3 часа), «мы потом все расскажем»… На мой взгляд, это нарушение закона о СМИ», - заявил 28 марта в соцсети Вишневский. Парламентарий также добавил, что уже направил письмо губернатору с просьбой провести служебную проверку действий главы администрации Выборгского района и принять меры. Напомним, несколько месяцев назад жители узнали, что в Старопарголовском квартале компания «Строительный трест» собирается возвести 27-этажный дом. На месте будущего строительства сейчас находятся несколько двухэтажных домов послевоенной постройки, а высотность на этой территории была ограничена 30 метрами. 27 марта в Выборгской районной администрации состоялась встреча жителей Старопарголовского квартала с районными и городскими властями, а также с представителями «Строительного треста».

МАРТ, 28
Съемочная группа «Ревизорро»
Елена Летучая
В Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ) следователи завершили уголовное дело в отношении владелицы кафе «Виктория» и двух ее сотрудников. Их обвиняют в совершении преступления, предусмотренного статьей 144 УК РФ, а именно воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, соединенные с насилием над журналистом, либо с повреждением его имущества. Как сообщили корреспонденту «Вести Ямал» в пресс-службе Следственного управления РФ по ЯНАО, происшествие случилось на территории городского кафе 8 августа 2015 года, где съемочная группа программы «Ревизорро» проводила видеосъемки. Сотрудники кафе, высказывая угрозы журналистам, причинили телесные повреждения видеооператору, а также повредили дорогое телевизионное оборудование (см. монитор за август 2015 года). Во время следствия была проведена судебно-медицинская экспертиза потерпевшего – видео-оператора, к которому применялось физическое воздействие. Эксперты оценили стоимость поврежденной видеокамеры. Также допрошено 12 свидетелей и проведено 7 очных ставок. Уголовное дело направлено в суд для дальнейшего рассмотрения.

МАРТ, 29
Газета «Известия»
Футбольный клуб «Локомотив» намерен взыскать с издателя газеты «Известия» - холдинга News Media - не менее 3 миллионов рублей «за распространение недостоверных сведений, влияющих на репутацию клуба». Об этом заявила глава юридического департамента News Media Елизавета Худякова. Как отмечает RNS, «Локомотив» подал иск в арбитражный суд Москвы к издателю газеты «Известия» из-за статьи о базе в Хосте. «Мы знаем о подаче иска. Сам иск не получили, поэтому не могу сказать пока про материальные претензии», - сообщила RNS Худякова. По словам Худяковой, в декабре футбольный клуб направил письмо на имя главы News Media Арама Габрелянова с требованием опровержения статьи «Локомотив» отдал свою базу в Хосте Краснодарскому краю». Из статьи, опубликованной в «Известиях» 3 декабря 2015 года, следует, что стадион в Хосте должен был в декабре перейти на баланс администрации Краснодарского края, а также что президент клуба Ольга Смородская решила передать его на безвозмездной основе. «Локомотив», по словам Худяковой, утверждает, что стадион ему не принадлежит, а им владеет РЖД, Краснодарский край стал собственником стадиона 28 августа 2015 года. Автор статьи связал передачу поля с событиями ноября 2015 года, когда российские клубы отказались от подготовительных сборов в Турции в связи с инцидентом со сбитым российским бомбардировщиком. «Локомотив» от комментариев отказался.

МАРТ, 30
СМИ Ростовской области
В Новочеркасске (Ростовская область) проходило епархиальное собрание священников. Порядка 400 служителей Ростовской-на-Дону епархии собрались в столице донского казачества. Вначале в Патриаршем Вознесенском соборе прошла божественная литургия, возглавляемая митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием. После священники отправились в театр драмы им. Комиссаржевской для проведения собрания. Первые пять минут все по стандарту. Митрополит начал свой отчет. Собравшиеся утвердили прежний состав епархиального совета, после чего говорили о деятельности епархиального суда. А затем митрополит Меркурий прервал свою речь, заметив в зале журналистов. «Вы кто?», – спросил митрополит. – «Мы журналисты, пресс-служба», - ответили представители СМИ. – «Я не приглашал вас. Собрание носит закрытый характер. Прошу покинуть помещение, и попрошу пресс-секретаря епархии отследить, чтобы сторонних людей в зале не было». Дальше последовал вывод всех представителей СМИ за двери. По опыту 2014 года, когда так же в Новочеркасске проходило собрание священнослужителей, встреча была открыта для СМИ. Получается, сегодня есть, что скрывать?

МАРТ, 31
Юлия Усач
Краснодарский суд оставил в силе решение нижестоящих инстанций по поводу штрафа в 1,5 тысячи рублей активистке Юлии Усач, которую признали виновной в демонстрации символов фашизма (статья 20.3 КоАП России). Усач опубликовала на своей странице во «ВКонтакте» три исторических изображения, включая брошенные советскими солдатами знамена на Параде Победы, и три карикатуры, высмеивающие нацизм. «В этом абсурдном деле мы так и не поняли, какие страдания многонациональному российскому народу, как утверждал прокурор, может причинить свастика на поверженных фашистских знаменах на Параде Победы в Москве. Суд формально отнесся к нашим жалобам, ни одного довода не рассмотрел и не отверг», - сообщил «Газете.Ru» адвокат Усач Александр Попков. В сентябре 2015 года Советский районный суд Краснодара признал Юлию Усач виновной в демонстрации символов фашизма. Решение вступило в законную силу в октябре прошлого года. Защита девушки планирует обратиться в Европейский суд по правам человека.

МАРТ, 31
Олег Кульгин
Об угрозах возбуждения дела против него рассказал журналист и бывший главред газеты «Приамурские ведомости» Олег Кульгин. «Газета оказалась в сложном финансовом положении в прошлом году. Я уволился - перешел на другую работу - в апреле прошлого года. Но учредители газеты в лице комитета по печати правительства Хабаровского края, несмотря на многочисленные письма в их адрес, так и не смогли назначить нового руководителя газеты - а потом просто забрали ее из соответствующего ООО в свою структуру, оставив ООО без средств к существованию, а виновным в долгах, по-видимому, хотят сделать меня. Газету сейчас сделали абсолютно подконтрольной компечати. Может, не понравилось то, что наша старая «Приамурка» позволяла себе правдивые слова. Плюс, комитет в течение нескольких лет не платил газете прямых взносов на содержание, хотя обязан был платить по 300 тысяч рублей в месяц по договору от 2003 года. К тому же, субсидии газете давать перестали. На мои протесты и публикации в СМИ определенные лица лишь пообещали «наслать прокуроров». Намекнули, что мало не покажется», - говорит журналист. Сейчас в Арбитражном суде рассматривается иск ООО «Редакция газеты «Приамурские ведомости» к комитету по печати правительства Хабаровского края. Сумма иска - 18 миллионов .рублей. «Были «просьбы» отозвать иск, - продолжает Олег Кульгин. - Иначе обещали «дело».

МАРТ, 31
ИА «Росбалт»
В Санкт-Петербурге из-за анонимного звонка эвакуировали редакцию ИА «Росбалт», передаёт корреспондент «Радио Балтика». По телефону сообщили о заложенной бомбе в бизнес-центре на Лиговском поспекте, 92. Журналистов и других сотрудников вывели на улицу. Офисы и редакцию обследуют кинологи. На место также прибыла оперативная группа разминирования. В начале марта также из-за анонимного звонка эвакуировали редакцию «Росбалта» в Москве. Тогда кинологи не обнаружили взрывных устройств. Около 20:00 мск проверка помещений петербургской редакции завершилась. Опасных объектов также не нашли.

МАРТ, 31
«СуперОмск»
Депутат Госдумы от Омской области Олег Денисенко подал иск о защите чести и достоинства в один из судов города Москвы, требуя наказать местное издание «СуперОмск», стабильно публиковавшее в разгар губернаторских выборов 2015 года критические материалы в адрес политика. Речь идет о целой серии материалов омского издания, где журналисты называют Денисенко «физруком в лосинах», пытаясь обыграть его образ спортивного и накачанного парня. Напомним, что в разгар выборов в прессу попало видео из одного из элитных спортивных залов Омска, где тренировался Денисенко. В момент тренировки на нем был облегающий спортивный костюм, вызвавший у журналистов эти ассоциации. Сегодня на пресс-конференции в пресс-центре одного из федеральных изданий Денисенко назвал действия прессы «информационным терроризмом» и заявил, что не преследует цели «наказать моральных уродов», а просто хочет привлечь внимание общественности к проблеме. «Иск подается в московский суд, потому что у меня есть опыт работы с местными судами. Они политизированы и ангажированы. Материалы «СуперОмска» были продублированы московским изданием, поэтому мы дали иск в суд. Мы хотим материальной компенсации в 10 миллионов рублей. А также мы хотим публичных извинений», – заявил Денисенко.

МАРТ, 31
ООО «АктивМедиа»
Свердловский районный суд Перми рассмотрел иск пенсионерки Ирины Гильмушарифовой к ООО «АктивМедиа» - медиахолдингу депутата краевого заксобрания Дмитрия Скриванова. Оспаривались две заметки, размещенные 26 и 30 ноября 2015 года интернет-порталом «В курсе.ру», и одна заметка от 3 декабря 2015 года, опубликованная 280-тысячным тиражом бесплатной газетой «В курсе. Пермь». Их заголовки - «В Перми школьник убил педофила табуреткой», «В Перми начался суд над школьником, убившим педофила табуреткой»», «За убийство педофила пермского школьника отправили на лечение». 78-летняя истица обратилась в суд, чтобы защитить память своего сына. В 47 лет его лишили жизни. А после смерти обозвали педофилом. Педагог с солидным стажем, в прошлом директор школы И. Гильмушарифова попросила опровержение, компенсацию морального вреда на сумму 10 тыс. рублей. «Фамилия не названа, имя изменено, но в публикациях есть фотографии убийцы. Его все знают в нашем микрорайоне. Все знают, что он убил моего сына. Я мать… Получается, я воспитала сына насильником, педофилом, извращенцем», - сказала истица в суде. «Мы не разглашали персональных данных. Это вы относитесь к ограниченному кругу лиц, которые смогли что-то узнать по фотографиям», - парировала юрист Светлана Долишняя, представляющая ответчика. Судья В. Тонких огласил материалы уголовного дела. Две судебно-психиатрические экспертизы выявили у несовершеннолетнего обвиняемого органическое расстройство психики. В Перми и Москве этого парня признали невменяемым. Поэтому Свердловский районный суд Перми 1 декабря 2015 года освободил его от уголовной ответственности и решил применить принудительные меры медицинского характера. Соответствующее постановление было исследовано 31 марта 2016 года при рассмотрении гражданского иска о защите чести и достоинства. Выслушав стороны, судья В. Тонких отказал И. Гильмушарифовой в удовлетворении заявленных требований. «Не знаю, буду ли жаловаться дальше. Надо почитать мотивированное решение, которое еще не готово. Я буду добиваться закрытия этой бульварной прессы», - ответила истица на вопрос ФЗГ.

МАРТ, 31
Сергей Супинский
Французское информационное агентство AFP сообщило, что его фотокорреспонденту на Украине в среду было отказано во въезде на территорию России. По данным агентства, гражданина Украины сотрудника AFP Сергея Супинского остановили на входе в самолет в аэропорту Минска. Ему не позволили взойти на борт, объяснив это тем, что въезд в страну для него запрещен, отмечает агентство. Глава представительства Франс Пресс в Москве Николя Милетич отказался комментировать эту информацию. МИД России, в свою очередь, заявил, что не располагает сведениями о точных целях поездки сотрудника французского агентства, но уверены, что это не журналистская деятельность, передает «РИА Новости».

МАРТ, 31
Артем Кудинов
В Барнауле ООО «Имиджтехнологии» отказалось продлевать трудовые отношения с главным редактором краевого портала Doc22 Артемом Кудиновым. Журналист перестанет быть главредом издания 1 апреля в 12:00, указано в уведомлении, об этом пишет «Банкфакс». В его услугах СМИ «на данном этапе более не нуждается», утверждает директор «Имиджтехнологий» Анна Литвинова. В документе сказано, что именно 1 апреля истекает срок действия срочного трудового договора с Кудиновым, продлен он не будет. Журналиста просят забрать трудовую книжку в трехдневный срок после увольнения и получить расчет за фактически оказанные услуги вместе с компенсацией за неиспользованный отпуск 2016 года. Отдельно отмечается, что трудовые отношения с журналистом по меньшей мере с 1 июля 2015 года существовали без оформления в письменном виде. Это допускается ст. 16 ТК РФ - сотрудник был допущен к работе с ведома работодателя, соответственно, трудовые отношения возникли независимо от наличия письменного договора. ООО «Имиджтехнологии» сообщает, что договор был устным, и Кудинову в соответствии с требованиями закона предоставлялось рабочее место, вознаграждение за труд. Несогласия с такими условиями он якобы не высказывал. Сам Артем Кудинов представил «Банкфаксу» другую версию происходящего. По его словам, он хотел оформить договор надлежащим образом, но компания по какой-то причине отказалась это сделать. «Суть возникшей коллизии, которая вылилась в прекращение сотрудничества между мной и ООО «Имиджтехнологии», заключается в нежелании легализовать трудовые отношения. Видимо, Михаилу Владимировичу Литвинову (одному из соучредителей ООО) вскружило голову вращение в коридорах власти и общение с влиятельными людьми, поэтому у него возникла иллюзия, что он может не соблюдать элементарные нормы трудового законодательства», - сказал Артем Кудинов. Как следует из сопроводительной информации, Артем Кудинов отказался подписать врученное ему уведомление об увольнении. Именно поэтому работодатель был вынужден направить его в электронной форме.

МАРТ, 31
Смоленская народная газета
В Смоленске около десяти молодчиков ворвались в помещение, где расположена редакция «Смоленской народной газеты», избили водителя, который распространяет газеты, и похитили 15 тысяч экземпляров издания. Нападавшие прибыли пешком, газеты погрузили в автомобиль ВАЗ-2114 зеленого цвета. Сообщение о преступлении направлено в органы внутренних дел.. Машина, на которой вывозили тираж, зарегистрирована на некоего Ж., который во время выборов предъявлял документ помощника главы города Смоленска Алашеева. Данный гражданин изымал у пикетчиков газету и осуществлял их запугивание. По данному факту распространители газеты написали заявление в полицию, однако никаких мер предпринято не было.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни