Результаты мониторинга
8 Февраля 2016 года

Результаты мониторинга ФЗГ – январь 2016

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – ().

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 2 (телеканал Life78, Санкт-Петербург; НТВ, Москва)

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 1 (Рафис Кашапов, блогер, Татарстан).

Увольнение редактора, журналиста – 3 (Ирина Искорнева, директор муниципальной газеты «Печенга», Мурманская область; Татьяна Брицкая, редактор репортерской службы газеты «Мурманский вестник, Мурманск; Оксана Ризнич, главный редактор газеты «На рубеже», Сахалинская область).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 4 (Заир Акадыров, независимый журналист, Симферополь; Кирилл Форманчук, блогер, Екатеринбург; Эса Туоминен, фрилансер из Финляндии, Петрозаводск; Юрий Ушаков, независимый журналист, Пенза).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 11 на сумму 6 950 000 рублей.Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 8, удовлетворено – 3, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 1 136 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 15

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 4 (Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», Москва; радиостанция «Эхо Москвы», Москва; Яна Яновская, учредитель газеты «Парма-Новости», Пермский край; Антон Попкович, редактор районной газеты «Знамя труда», Челябинская область).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 3 (газета «Тверская, 13», Москва; газета «Настоящее время – Аналитика», Дагестан; ИА «Югра-Информ», Ханты-Мансийский автономный округ).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Правда», Владимир)

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 5 (сайт «Новой газеты в Санкт-Петербурге», Санкт-Петербург; сайты dialogweb.ru и soldat-polevskoy.ru, оба - Свердловская область; сайт РЕН ТВ, Москва, 2 раза).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – ().

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 29

ЯНВАРЬ, 1
Газета «Настоящее время – Аналитика»
В Дагестане закрылась газета «Настоящее время – Аналитика». Сначала эта газета, зарегистрированная в 2007 году, называлась «Настоящее время». Затем, после полугодичной приостановки деятельности, вновь вышла в начале 2015 года с «довеском» в названии – «Аналитика». Тогдашний главный редактор Милрад Фатуллаев так объяснял перемену: «В последние годы печатные СМИ с трудом выдерживают конкуренцию с сетевыми ресурсами, и этому много причин. Первая - во многих районах Дагестана вовсе нет газетных киосков. Даже в Махачкале их всего около 40, а во всей республике – 58. В Дербенте и районе их число не превышает 11. Вторая причина – очень плохое качество доставки газет до читателей, порой с задержкой до двух недель. Третья – большинство читателей сейчас переходит в интернет-среду». В связи с этим, объяснял тогда главред, «НВ» решило попробовать выйти на новый качественный уровень – более детально анализировать происходящее в республике и за ее пределами, подавать новости постфактум, без привязки к датам, публиковать политические статьи и аналитические обзоры. Телепрограмму печатать не будем, тем более, что периодичность издания – дважды в месяц, рекламы пока нет, так что вся газета будет заполнена журналистскими материалами. Но радужные прогнозы не оправдались. С нового, 2016 года, газета вновь не выходит. Теперешний главный редактор Муса Мусаев так комментирует в соцсетях ситуацию: «Мы изменили политику газеты, стиль, рассчитывали завоевать целевую аудиторию. За полгода работы были хорошие отзывы. Не ожидал, что газета, перед которой ставились долгосрочные задачи, так неожиданно закроется. Могу предположить, что на учредителей оказывалось давление из-за публикаций в газете. Их понять можно, республиканская власть может создать такие проблемы, что мало не покажется». Это была единственная газета, которая могла позволить себе критиковать руководителя республики Рамазана Абдулатипова. Он тратит бюджетные деньги на личный пиар и всячески старается придушить СМИ, не согласные с его политикой. На создание его имиджа работают отряды государственных СМИ и армия блогеров. Во все бюджетные СМИ подбираются свои люди. Да и в некоторых частных газетах есть негласная установка: первое лицо не трогаем. Иначе могут закрыть финансирование и лишить рекламы. Последний номер газеты «Настоящее время – Аналитика» вышел 24 декабря 2015 года. У газеты был лозунг: «СКФО испытывает дефицит свободы слова».

ЯНВАРЬ, 11
Ирина Искорнева
По сообщению интернет-издания «СеверПост», руководителя муниципальной газеты «Печенга» (Мурманская область) Ирину Искорневу уволили под Новый год. Об этом сама Искорнева рассказала на своей странице в социальных сетях. По ее словам, претензии у чиновников муниципалитета возникли из-за ее независимой позиции по ряду ключевых вопросов на заседании Совета депутатов. Так, Искорнева резко высказалась против повышения тарифов на коммунальные услуги в 2016 году на 9,3%. До этого издание опубликовало скандальный материал об асфальтировании территории двора, где проживал бывший глава города Заполярный Иван Цыпилев. Как сообщила главный редактор, перед Новым годом администрация назначила проверку деятельности газеты, а 29 декабря Ирина Искорнева получила уведомление о расторжении трудового соглашения. «29 декабря 2015-го, накануне Нового года я была уволена, что называется - «на дому». Большая честь! «Высокопоставленные лица» районной администрации посетили мое учреждение в 9-ть утра, чтобы засвидетельствовать своим присутствием передачу трудовой книжки и известить меня об увольнении», - рассказала Ирина Искорнева.

ЯНВАРЬ, 11
Татьяна Брицкая
Конфликт внутри редакции газеты «Мурманский вестник» привел к увольнению редактора репортерской службы. Новый 2016 год не для всех стал радостной датой. Например, редактор репортерской службы газеты «Мурманский вестник» Татьяна Брицкая буквально накануне праздника получила официальное уведомление об увольнении «в связи с истечением срока срочного трудового договора». Очевидно, увольнение одного из старейших и уважаемых журналистов в издании связан с конфликтом, который длится уже около года. Фонд защиты гласности уже не раз сообщал о проблемах, возникших у «Мурманского вестника» с приходом на должность нового главного редактора г-жи Шедченко (см. монитор за март, август 2015 года). Цензура, не пропускающая публикации Брицкой, по сути, запрет на профессию, и как итог – увольнение. Где собирается продолжить вою работу, Татьяна пока не знает.

ЯНВАРЬ, 11
Газета «Тверская, 13»
Сотрудники газеты «Тверская, 13», которая по решению московского правительства перестала выходить с 1 января 2016 года, обратились в Генпрокуратуру, Трудовую инспекцию и к мэру столицы Сергею Собянину с просьбой признать их увольнение незаконным, сообщают «Известия». «Тверская, 13» - официальная газета правительства Москвы, в которой публиковались городские новости и постановления мэрии. Газета выходила три раза в неделю и распространялась тиражом в 100 тысяч экземпляров. Как поясняла ранее первый замруководителя столичного департамента СМИ и рекламы Юлия Казакова, издание закрывается в связи с оптимизацией: в такой газете сейчас мало кто нуждается. По словам сотрудника «Тверской, 13» Владимира Стукалова, журналисты возмущены отношением к ним со стороны работодателей, а не самим фактом ликвидации газеты. «В уведомлениях, которые мы получили 28 декабря, было указано, что в связи с сокращением должностей мы будем уволены с 1 января 2016 года. При этом не сказано ни слова про то, что нам будут выплачены положенные в связи с сокращением по закону деньги. Мы хотим, чтобы нас уволили по закону: в качестве причины увольнения указали ликвидацию издания, а не сокращение должностей, а также выплатили предусмотренную в этом случае компенсацию», - заявил Стукалов. Под обращением в вышестоящие инстанции оставили свои подписи около 30 человек. Главный редактор газеты Лев Черненко, впрочем, заверяет, что все сотрудники получат положенные им выплаты. «Все будет выплачено. Контракт с департаментом СМИ и рекламы заканчивается в марте этого года, до этого времени мы должны сдать отчет за второе полугодие и за весь 2015 год, и если отчет будет принят, то мы получаем 10 процентов от суммы контракта. И, соответственно, из этих средств мы выплатим сотрудникам деньги. Они хотят сейчас, но денег сейчас нет», - рассказал Черненко. По мнению адвокатов, процесс увольнения журналистов является «произволом и беззаконием», поскольку при массовом увольнении должны быть предусмотрены дополнительные гарантии от работодателя, коим в данном случае является правительство Москвы. «Не имеет значения, по каким причинам и когда было принято решение о закрытии газеты, должны быть соблюдены все увольнительные процедуры», - заявил юрист Андрей Шугаев.

ЯНВАРЬ, 11
Рафис Кашапов
Осужденный на три года колонии председатель Татарского общественного центра Рафис Кашапов подал в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) жалобу на приговор в части применения ст. 280.1 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ»). Он считает, что власти неоправданно расширили трактовку статьи, приравняв к сепаратизму высказывание о том, что «территория Крыма была присоединена незаконно», а также полагает, что реальный срок лишения свободы в данном случае является чрезмерным наказанием. Кашапов обвинялся в том, что с 1 июля по 11 декабря 2014 года опубликовал в открытом доступе на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» четыре материала: «Крым и Украина будут свободны от оккупантов!», «Вчера Гитлер и Данциг, сегодня Путин и Донецк!», «Защитим Украину и весь тюркский мир», «Где Россия, там слезы и смерть». Набережночелнинский городской суд в сентябре 2015 года приговорил его к трем годам колонии общего режима по ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти или вражды») и ч. 2 ст. 280.1 УК РФ, Верховный суд Татарстана в ноябре 2015 года утвердил приговор.

ЯНВАРЬ, 13
«Пульс Радио»
В ФЗГ обратилась редакция «Пульс Радио» (Улан-Удэ) с сообщением о том, что региональный Роскомнадзор пытается найти недочеты в работе радиостанции. «За 2009 год было проведено (только нам известных) 5 внеплановых и одна плановая проверка. в 2010 году проведено уже 3 внеплановых проверки! По результатам плановой проверки составлено предписание, из которого непонятно, что надо было делать и что исправлять. Это предписание обществом направлено в арбитраж для признания его незаконным. Несмотря на судебное разбирательство, Роскомнадзор проводит в январе внеплановую проверку методом дистанционного контроля без нашего участия в одном из удаленных пунктов вещания радио, и, не взирая на то, что в период проведения проверки была авария на подстанции и отсутствовала электроэнергия, составлен акт с грубыми выявленными нарушениями лицензионных условий (при этом у редакции не потрудились взять каких-либо объяснений по выявленным нарушениям) который послужил незамедлительному вынесению письменного предупреждения Роскомнадзора России - из которого также непонятно, что рекомендуется делать обществу», - говорится в обращени.

ЯНВАРЬ, 13
Газета «Алапаевская искра»
«Пригородная газета»
В честь Дня российской печати в резиденции губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева состоялся традиционный прием, на который были приглашены ветераны журналистики, преподаватели факультета журналистики, редакторы и сотрудники местных и федеральных СМИ. После вступительной речи руководителя региона, в которой он напомнил про петровские «Ведомости», сказал теплые слова про свердловскую школу журналистики, состоялись награждения сначала от самого губернатора, затем от спикера Заксобрания Людмилы Бабушкиной. Председатель правления Свердловского творческого союза журналистов Александр Левин, в свою очередь, вручил призы победителям конкурса в честь 70-летия Победы. Награды получили обозреватель газеты «Шалинский вестник» Дмитрий Сивков, творческая группа Уральской окружной телекомпании «Ермак» под руководством Ирины Арефьевой - за документальный фильм «По данным разведки», и Николай Яблонский, главный редактор газеты «КоммерсантЪ-Урал» за проект «Свердловск. Победа». Также Почетный знак СЖР «За заслуги перед профессиональным сообществом» получил и Евгений Куйвашев, отмеченный руководителем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым за решение об открытии регионального Дома журналистов в Екатеринбурге. Прием прошел в свободной, теплой обстановке В то же время ряд редакторов муниципальных СМИ поделились информацией о непростой финансовой обстановке в своих редакциях в начале 2016 года. В частности, есть проблемы у газеты «Алапаевская искра», а в Нижнем Тагиле объявили бессрочную забастовку 10 сотрудников «Пригородной газеты». Главное требование – полное погашение задолженности по заработной плате. По словам представителей издания, пообщавшихся с корреспондентом агентства «Новый день», деньги перестали выплачивать в ноябре прошлого года. При этом газета, тираж которой составляет почти 3 тысячи экземпляров, задолжала 400 тысяч рублей типографии. Последний номер вышел в начале января, но на будущие тиражи средств нет. В последнем случае в ситуацию уже вмешался региональный Союз журналистов, и глава Горноуральского городского округа Николай Кулиш пообещал разрешить конфликт в течение двух месяцев. ФЗГ будет следить за развитием ситуации.

ЯНВАРЬ, 14
Телеканал «Спас»
Телеканал «Союз»
Православные телеканалы «Спас» и «Союз» отказались от сотрудничества с протоиереем Всеволодом Чаплиным. Оба СМИ закрыли программы, которые в течение нескольких лет вел священнослужитель, сообщает «Интерфакс». Чаплин вел авторские передачи «Вечность и время» на «Спасе» и «Комментарий недели» на «Союзе». Телеканалы не объяснили причин отказа от работы с Чаплиным. В конце декабря Чаплина освободили от должности главы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Отдел объединили с синодальным Информационным отделом. Чаплина также освободили от должности заместителя главы Всемирного русского народного собора. Сам Чаплин заявил после своей отставки, что его уволили из-за разногласий с патриархом. Он также посетовал на попытки ограничить ему доступ к средствам массовой информации и не исключил создания собственного СМИ.

ЯНВАРЬ, 14
Заир Акадыров
В Симферополе российские силовики задержали крымского журналиста Заира Акадырова, который пришел к зданию Верховного суда Республики Крым, где должны были огласить обвинительное заключение фигурантам «дела 26 февраля. К журналисту подошли силовики и пригласили на беседу в Центр противодействия экстремизму. Акадыров предъявил документы, но ехать отказался, поле чего двое сотрудников ОМОН силой затолкнули журналиста в машину, при этом не пояснив оснований для задержания. Однако ему удалось из нее выскочить, тогда журналиста препроводили в здание полиции, находящееся напротив здания суда. В полиции Акадырова продержали некоторое время, взяли объяснения, после чего освободили.

ЯНВАРЬ, 14
Телеканал Life78
Главу петербургского отделения Фонда борьбы с коррупцией Дмитрия Сухарева не пустили в эфир Life78. Об этом представитель ФБК рассказал Лениздат.Ру. Главный редактор Life78 Илья Мелехин комментировать эту ситуацию отказался. Сухарев опубликовал на своей странице в Facebook сообщение, что человек, представившийся продюсером Life78, пригласил его в эфир. Сухарев принял предложение, однако позднее получил вежливый отказ. «Извините, Дмитрий. Мне не разрешили вас пригласить на эфир», – написал представившийся продюсером Life78. По словам Сухарева, журналисты этого телеканала звонили ему и раньше, однако он отказывался давать комментарии. На этот раз представитель ФБК решил принять предложение, поскольку речь, по его словам, шла о прямом эфире. «Под прямой эфир я никому из журналистов не отказываю, – пояснил Сухарев. – Потому что в прямом эфире невозможно исказить слова». Причины, по которым ему не удалось попасть на Life78, глава петербургского ФБК назвать затруднился. Однако добавил, что из сообщений источников ему известно также о черном списке на телеканале НТВ, куда он попал после расследования о схеме связей главы петербургского ЗакСа Вячеслава Макарова.

ЯНВАРЬ, 14
ИА «Хакасия»
Абаканский городской суд сегодня признал необоснованным иск начальника управления информационной политики администрации главы Хакасии Ирины Емельяновой к информагентству «Хакасия». Чиновнице отказано в заявленных требованиях. Емельянова затребовала от информагентства денежную компенсацию в размере 500 000 рублей. Она просила суд признать не соответствующими действительности и порочащими ее деловую репутацию сведения на ленте 19rus.info. В публикации «У Госкомитета по тарифам и энергетике в Хакасии новый председатель» от 10 ноября 2015 года было указано, что «Управление информполитики главы РХ во главе с Емельяновой о кадровой перестановке ничего не сообщает. Или спит, как это частенько бывает, или замалчивает намеренно». Исковые требования суд посчитал необоснованными. Решение суда не вступило в законную силу. Одновременно с иском Емельяновой в суд на информационное агентство обратилась и председатель Союза журналистов Хакасии Ольга Ширковец. С теми же самыми требованиями и той же суммой моральной компенсации - 500 тысяч рублей.

ЯНВАРЬ, 14
«Экспресс газета»
Известный актер Сергей Безруков обратился с иском о защите чести и достоинства к «Экспресс газете». Как передает ТАСС со ссылкой на пресс-секретаря Савеловского суда Константина Тимошенко, поводом для обращения в суд послужила статья, опубликованная в одном из номеров газеты, в которой шла речь о разводе Безрукова с актрисой Ириной Ливановой, а также было размещено их фото. Как отмечается в исковом заявлении, актер не давал согласия на публикацию его фото и считает данный материал вторжением в его личную жизнь. «В исковом заявлении Безруков просит взыскать с «Экспресс газеты» 3 млн рублей в качестве моральной компенсации за вторжение в его личную жизнь и 2 млн рублей за незаконное использование фото», - сказал Тимошенко.

ЯНВАРЬ, 14
Рредакция ЗАО «ПАРИ»
Руководитель ЗАО «ПАРИ», издатель и главный редактор газеты «Дальневосточные ведомости» и радиостанции «Владивосток-FM» Александр Сырцов сообщил, что в офисе компании ЗАО «ПАРИ» (Приморское агентство рекламы и информации) 14 января состоялся обыск. «Следователи Следственного управления МВД по Приморскому краю при участии сотрудников ФСБ и чуть было не уснувших в креслах понятых убили полдня своего драгоценного времени, чтобы выяснить данные наших журналистов, проводивших 23 декабря скандальный эфир с Мариной Ломакиной», - заявил Александр Сырцов. Бывший директор компании-застройщика «Мой дом Приморье» госпожа Ломакина без разрешения следователя поведала в прямом эфире «Владивосток- FM», кто причастен к уводу миллионов, направленных на строительство к саммиту АТЭС двух пятизвездочных гостиниц во Владивостоке. Отметим, что гостиницы не построены не только к саммиту 2012 года, до сих пор ежегодно на них выделяются многие миллионы из бюджета Приморского края. Против Ломакиной возбуждено уголовное дело, она была предупреждена об уголовной ответственности за разглашение без разрешения следователя данных предварительного расследования по уголовному делу, с неё была взята расписка. Разрешения на выступление в эфире она не получала, но сделала это на радио «Владивосток-FM». У органов предварительного следствия, сообщает редактор, возникла необходимость в проведении обыска в помещении ЗАО «Приморское Агентство Рекламы и Информации» «в целях установления сотрудников, согласовавших проведение эфира 23 декабря 2015 года с участием Ломакиной М. А., сотрудников, проводивших данный эфир, в целях выяснения их должностей, а также в целях изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела». В редакции говорят, что данные на журналистов можно было бы получить одним письменным запросом, они не секретны. А так получилась акция психологического устрашения. Как выяснилось, сразу после праздников причастных к эфиру вызвали на допрос задним числом - 31 декабря. Машины времени у журналистов не оказалось. В итоге к ним наведались с обыском. Редакция готовит ответ в прокуратуру. Поддержку журналистам радиостанции выразили многие коллеги. Чем в итоге закончится скандальный эфир, покажет время, но уже сейчас понятно, что журналистам потребуется помощь хороших юристов.

ЯНВАРЬ, 14
Газета «Правда»
Во Владимире около 16.30 к зданию обкома КПРФ подъехала тёмная «девятка». Шестеро молодых людей зашли в коридор, где лежали пачки спецвыпуска газеты «Правда», предназначенной для распространения в городе Владимире. Один из молодых людей отвлек вахтершу разговорами. В это время остальная компания брала по 4-5 пачек газет и быстро выносила на улицу. Загрузив машину, парни разбежались, авто уехало самостоятельно. В целом из обкома утащили 40 пачек газет. Все произошло настолько стремительно, что вахтер не успела среагировать. Вся операция была зафиксирована на видео (камеры имеются на расположенном рядом здании. Сотрудники обкома вызвали полицию и написали заявление о хищении. Депутат Владимирского горсовета из фракции КПРФ Дмитрий Хлащев сообщил, что смотрел видео, на котором зафиксирована эта акция. По его словам, полицейские были весьма удивлены произошедшим, поскольку до выборов в Госдуму еще долго. Обычно подобные инциденты происходят в ходе избирательной кампании. По словам второго секретаря обкома КПРФ Юрия Черкасова, газета была посвящена недавно принятому бюджету на 2016 год, который думские коммунисты не поддержали. На первой полосе лидер КПРФ Геннадий Зюганов излагал позицию коммунистов по этому поводу. На последней были приведены данные голосования фракции «Единая Россия» с разбивкой по регионам. Указано, что от Владимирской области «за» голосовали депутаты ГД Григорий Аникеев и Игорь Игошин. Заголовок у этой информации «Кто голосовал за бюджет деградации». В отделе информации и общественных связей УМВД России по Владимирской области информацию об инциденте подтвердили. Там же сообщили, что записи с камер видеонаблюдения уже находятся в полиции. «Видео – хорошего качества, лица видны», – подчеркнули в полиции. По данному факту проводится проверка.

ЯНВАРЬ, 17
Портал Сибкрай.ru
В Железнодорожном районном суде Новосибирска началось рассмотрение иска бывшего директора машиностроительного колледжа Петра Пешняка к областному министерству труда и занятости. Истец возглавлял это учебное заведение около 15 лет. Тем не менее, 27 октября минувшего года приказом министра Игоря Шмидта он был снят с должности. Приказ был подписан вскоре после публикации на портале Сибкрай.ru материала под заголовком «Модернизация на основе ликвидации: о жизни ПТУ и техникумов». В ней автор Петр Пешняк изложил свое видение ситуации, сложившейся в региональной системе профтехобразования , которая в последние 5 лет с переходом в ведение минтруда понесла значительные потери: из 80 с лишним учреждений, занимавшихся профессиональным обучением молодежи осталось, по сведениям самого же ведомства, только 52,и а три десятка «незаметно» исчезли, и если ранее получить профессиональное образование можно было во всех муниципальных районах Новосибирского региона, в том числе сельских, то теперь в 23 из 30, как и в трех городах областного подчинения из семи, такой возможности у подрастающего поколения нет. Автор пишет, ссылаясь на выступление спикера СФ Валентины Матвиенко, что такая политика приводит к «катастрофическому падению престижа рабочих профессий». Нехватка местных квалифицированных кадров восполняется потоком трудовых мигрантов, который за те же 5 лет, по данным Новосибирскстата. увеличился более чем в три раза и составляет сейчас ежегодно около 14 тысяч человек. Петр Пешняк уверен, что такое «импортозамещение» - не в интересах нашего государства и его граждан. Статья вызвала множество откликов на портале и в соцсетях, в подавляющем большинстве положительных, поддержали автора и коллеги – руководители ряда колледжей Новосибирска. Однако министру она не понравилась категорически, и даже, судя по его реакции, вывела его из себя. Сначала, рассказывает директор, министр позвонил ему лично на сотовый, потребовав в грубой форме уволиться по собственному желанию. Пешняк, естественно, отказался. Тогда Шмидт издал приказ о расторжении с ним трудового договора – незаконный, по мнению уволенного, поскольку договор этот бессрочный, и чтобы расторгнуть его в одностороннем порядке, нужны довольно веские основания, а те, что указаны в приказе, полагает он – мягко говоря, спорные. Истец требует восстановления в должности, а также выплаты компенсации заработной платы за два с лишним месяца, прошедшие с момента увольнения и возмещения морального вреда в сумме 500 тыс. рублей.

Суду предстоит решить – имеет ли право директор колледжа на выражение собственного мнения, как профессионал, и как гражданин. Если суд признает истца гражданином своей страны, то, по идее, должен восстановить его в должности.

ЯНВАРЬ, 17
Сергей Резник
Известный журналист и блогер Сергей Резник, приговоренный в январе 2015 года Ленинским районным судом Ростова-на-Дону по четырём эпизодам уголовного дела к трём годам лишения свободы (см. монитор за январь 2015 года), подал заявление в Каменский районный суд об условно-досрочном освобождении. Рассматриваться оно будет на выездном заседании в Каменской колонии, где Резник отбывает наказание. В связи с этим слушания должны быть закрытыми, дело ведёт новый, на этот раз московский адвокат журналиста Тумас Мисакян. Как сообщила корреспонденту ФЗГ жена осужденного Наталья Резник, дата слушаний ещё не назначена. По приговору судьи Ленинского суда Строкова и с учетом срока, который Резник уже отбыл по первому приговору Первомайского районного суда Ростова-на-Дону, журналист должен отбывать наказание до октября 2016 года. Помимо этого, суд назначил Резнику ещё и дополнительное наказание - запрет на профессиональную деятельность в течение двух лет после отбытия наказания. Для российской журналистики это редчайший, если не сказать беспрецедентный случай. Сам Сергей Резник вину свою тогда не признал. Он многократно заявлял, что причиной его уголовного преследования является оппозиционная деятельность.

ЯНВАРЬ, 17
СМИ Карелии
До недавнего времени мало кто и знал о том, что существуют «Правила пребывания посетителей в Петрозаводском городском суде». Приняты они были в августе 2013 года и любой желающий мог познакомиться с ними, зайдя на официальный сайт Петрозаводского горсуда. А в конце прошлого года эти правила стали предметом широкого публичного обсуждения. Фотокорреспондент Сергей Юдин был направлен редакцией на заседание суда, где рассматривалось уголовное дело первого заместителя главы Петрозаводска Е. Сухоруковой. И снимать участников судебного спора он начал ещё в коридоре суда (а не в зале заседания!). Увидевший это судебный пристав потребовал прекратить съёмку, однако С. Юдин этого не сделал. В результате на него был составлен протокол об административном правонарушении, так как журналист, оказывается, нарушил действующие в суде «Правила пребывания посетителей». В ноябре прошлого года мировой судья,, рассмотрев материалы дела, признал фотокорреспондента виновным и оштрафовал его на 300 рублей. Тогда С. Юдин, поддержанный Союзом журналистов Карелии, оспорил «Правила пребывания посетителей в Петрозаводском городском суде» в Верховном суде Карелии. Точнее, не все правила, а ту их часть, в которой для работы в помещениях суда (вне судебных залов) требовалось испрашивать разрешение на фотосъёмку у председателя горсуда либо у администратора суда. Верховный суд Карелии отказался рассматривать заявление, объяснив это тем, что оно ему неподсудно. Тогда С. Юдин вновь обратился с заявлением в Петрозаводский суд на действия председателя суда, поскольку тот своей подписью узаконил внутренние правила. Как и ожидалось, начались процедурные трудности. Сначала заявление не приняли к рассмотрению на том основании, что С. Юдин не указал в нём, где были опубликованы правила. Хотя, понятно, судья знал, что они размещены на официальном сайте Петрозаводского суда. Заявление вернули Юдину, предложив устранить недостаток, указав источник информации. Он сделал это, вновь передав заявление в канцелярию суда. Однако и в этой редакции в заявлении отыскались недостатки. Теперь судья потребовал указать, в каком СМИ оспариваемые правила были опубликованы. Хотя опять же судья не мог не знать, что в СМИ правила не публиковались, а были размещены только в сети Интернет. О чём С. Юдин написал в третьей уже редакции искового заявления, которое вновь подано и его рассмотрение назначено на 28 января с.г. Но, похоже, это будет не последнее переписывание заявления.

ЯНВАРЬ, 18
Раис Сулейманов
В Татарстане скандал в отношениях властей к журналистам набирает обороты. После угрозы возбудить уголовное дело об экстремизме в отношении журналиста и политолога Раиса Сулейманова, высказанной министром внутренних дел Татарстана Арёмом Хохориным в газетном интервью, Сулейманов обратился к татарским властям с открытым письмом. Вопросы, поставленные в обращении журналиста, по всей видимости, не найдут убедительного ответа. Редакции «Московского монитора» не ясно, по какой причине в Татарстане представитель власти открыто выступает против того, кто длительное время демонстрирует публично свою антиэкстремистскую позицию. Соответствует ли поведение господина Хохорина нормам российского законодательства о СМИ? Известна ли ему статья Уголовного Кодекса РФ о воспрепятствовании законной деятельности журналистов?

ЯНВАРЬ, 18
Редакция «Парма-Новости»
В Кудымкаре (Пермский край) в ночь с 17 на 18 января неизвестные выстрелили в окно учредителя газеты «Парма-Новости» Яны Яновской. В кабинете было обнаружено пулевое отверстие. Пуля пробила пластиковое окно и застряла в раме. «Сообщение об отверстии в окне поступило 19 января, – сообщили в пресс-службе краевого ГУ МВД. – Сейчас на месте происшествия работают сотрудники полиции, которые устанавливают обстоятельства происшествия». Выстрел был произведен из пневматического пистолета, сообщает «Парма-Новости». Учредитель газеты не знает, кто и зачем мог стрелять в пустое окно. Выдвигаются различные версии – хулиганская выходка или предупреждение от недоброжелателей. Сейчас в редакции полиция опрашивает сотрудников и свидетелей.

ЯНВАРЬ, 18
СМИ Нижнего Новгорода
Глава администрации Нижнего Новгорода Сергей Белов пока не намерен выполнять одно из первых своих обещаний - сделать кремлевские оперативки, которые традиционно проходят в первый день рабочей недели, открытыми для прессы. Журналисты стали там персонами нон грата ещё в мае 2015 года, когда город вошел в зону политической турбулентности, а в кресле главы со статусом и.о. появился Андрей Чертков. Новое руководство такой подход к диалогу со СМИ осудило и заявило, что муниципалитет будет открытым. Однако два прошедших понедельника показали, что муниципальный «камзол» застегнут на все пуговицы, и обнажать городские проблемы никто не собирается. Пресс-служба администрации намекает, что обещание Белова, возможно, будет выполнено в 2016 году, а вот в январе или, допустим, в ноябре – этого не знает даже сам градоначальник.

ЯНВАРЬ, 18
Алексей Венедиктов
Радио «Эхо Москвы»
Радиостанция «Эхо Москвы» попросит своего акционера усилить охрану редакции. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на главного редактора «Эха» Алексея Венедиктова. По его словам, правоохранительные органы проинформированы об угрозах, которые поступают в адрес радиостанции и лично Венедиктова. Ранее спикер чеченского парламента Магомед Даудов разместил в своем Instagram фотографию Кадырова с кавказской овчаркой. В подписи к фотографии он иносказательно перечислил деятелей оппозиции, которые его раздражают, и отметил, что у пса «чешутся клыки». Среди прочих была упомянута «такса Веня со звонкой брехливой глоткой и громким «Эхо». Сам Алексей Венедиктов считает, что высказывания Даудова связаны с вопросами СМИ, которые касаются расследования убийства Бориса Немцова. «Мне кажется очевидной эта неадекватная реакция, - заявил журналист. - Видимо, наступили на больное».

ЯНВАРЬ, 19
Дмитрий Шипилов
Российский журналист и блогер Дмитрий Шипилов получил статус политического беженца на Украине. Об этом Шипилов сообщил в своем аккаунте в Facebook, сопроводив пост фотографией выданного ему удостоверения беженца. Дмитрий Шипилов, уроженец Кемерово, в 2012 году был приговорен к 11 месяцам исправительных работ за публикации в своем блоге, которые суд признал оскорбляющими губернатора Кемеровской области Амана Тулеева и главу областного департамента культуры и национальной политики Ларису Зауэрвайн, напоминает «Радио Свобода». Журналист, не признавший себя виновным, отказался отбывать наказание и уехал в Москву. Осенью 2014 года Шипилов был задержан в Подмосковье. В связи с уклонением от исправительных работ суд изменил журналисту наказание на три месяца в колонии-поселении. В декабре 2014 года Шипилов отбыл наказание. В феврале 2015 года он подал прошение о получении политического убежища на Украине (см. монитор за ноябрь 2014 года, февраль 2015 года).

ЯНВАРЬ, 19
Оксана Труфанова
Суд в Челябинской области обязал члена Общественной наблюдательной комиссии Оксану Труфанову выплатить компенсацию за пост в блоге о начальнике колонии в Копейске. Она также обязана опровергнуть распространенные ею сведения. Челябинский областной суд признал законным решение Ленинского районного суда Челябинска, который 6 октября 2015 года частично удовлетворил исковое заявление о защите чести, достоинства и репутации начальника колонии. Труфанова выплатит начальнику колонии № 1 Копейска Алексею Титову 20 тысяч рублей компенсации морального вреда, судебные расходы, а также обязана будет опровергнуть распространенные ей о Титове сведения. Поводом для иска начальника колонии к члену ОНК послужил текст, опубликованный 22 апреля 2015 года в блоге Оксаны Труфановой. В нем со слов еще одной правозащитницы Валерии Приходкиной утверждалось, что в ФКУ ИК-1 был избит осужденный из 8-го отряда. В распространенной информации шла речь о том, что к избиению мог быть причастен лично начальник копейской колонии Алексей Титов. В исковом заявлении Титов просил суд признать высказывания не соответствующими действительности, порочащими его доброе имя, честь и достоинство, обязать Труфанову опубликовать в своем блоге опровержение, взыскать с ответчика судебные расходы и 50 тысяч рублей компенсации морального вреда.

ЯНВАРЬ, 19
Информационное агентство «Югра-Информ»
Информационное агентство «Югра-Информ», принадлежащее правительству Ханты-Мансийского автономного округа, прекратило свою работу. Коллектив редакции на сайте издания попрощался с читателями. В тексте обращения подчеркивается, что событие не стало неожиданным. «Пусть кто-то называет все, что происходит сегодня в медиа-пространстве Югры, процессом оптимизации бюджетных средств, дело, как вы понимаете, совсем не в этом», - говорится в тексте. Там же подчеркивается, что коллектив редакции видел и оценивал «жизнь такой, какая она есть». «Без глазировки шоколадом и без елея в отношении лиц, волею судеб попавших во власть. Мы так и не научились петь в унисон и не перешли в категорию т. н. единогласников», - пишут авторы обращения.

ЯНВАРЬ, 20
Съемочная группа канала «Россия 24»
Следствие не стало возбуждать уголовные дела по обращениям участников конфликта между журналистами канала «Россия 24» и мэром Улан-Удэ Александром Голковым, сообщает ТАСС со ссылкой на представителя Следственного комитета. В ведомстве заявили, что по результатам проверки не выявили у участников потасовки в приемной мэра намерения причинить друг другу увечья. 2 декабря в СМИ появилась информация о том, что в здании администрации Улан-Удэ мэр города Александр Голков и его сотрудники избили съемочную группу телеканала «Россия-24» после вопроса журналистов о том, за что главе города выплатили премию в размере более 300 тысяч рублей. Корреспондент «России 24» Артем Кол потребовал возбудить в отношении мэра дело о воспрепятствовании работе журналистов, заявив, что сотрудники администрации силой вывели съемочную группу из кабинета мэра и отобрали оборудование. Мэр Голков, в свою очередь, назвал случившееся «спланированной провокацией» и подал в полицию заявление о нанесении ему побоев, утверждая, что это журналисты затеяли драку (см. монитор за декабрь 2015 года).

ЯНВАРЬ, 20, 28
Сайт РЕН ТВ
Пресс-служба РЕН ТВ сообщила о новой хакерской атаке на сайт телекомпании. «Сайт РЕН ТВ дважды за последние восемь дней атаковали хакеры. Повторная атака была осуществлена около 5 часов утра 28 января», - говорится в сообщении пресс-службы, поступившем в «Интерфакс». Службе технической поддержки сайта удалось отбить атаку в течение нескольких минут, при этом наблюдались затруднения в публикации новых заметок и с просмотром видеороликов. «В остальном сайт для внешних пользователей был полностью доступен», - уточняется в сообщении. Первую в этом году атаку хакеры совершили на сайт РЕН ТВ 20 января, напоминают в пресс-службе. Тогда доступ к ресурсу был затруднен в течение часа. В тот же день РЕН ТВ подал заявление в правоохранительные органы, по данному факту проводится проверка.

ЯНВАРЬ, 21
Телерадиокомпания «Урал-Информ ТВ»
Мотовилихинский районный суд Перми отказал депутату регионального заксобрания Дмитрию Скриванову в удовлетворении сразу двух исков о защите чести и достоинства. От телерадиокомпании «Урал-Информ ТВ» он требовал опровержения за сюжеты, размещенные в эфире и на сайте под заголовками «Депутат-пустозвон» и «РБК считает Дмитрия Скриванова имитатором бурной деятельности». О притязаниях этого единоросса ФЗГ сообщал в дайджестах № 730, 735 и 736 (см. монитор за декабрь 2015 года). Местный парламентарий счел недостоверными сюжеты от 26 и 17 июня 2015 года. Порочащими собственное достоинство он расценил слова об обещании построить газопровод в поселке Касимово Пермского района, своих неудачах в общественной и депутатской деятельности, а также работе в созданном при российском правительстве Фонде по развитию моногородов (ФРМ). Представитель истца Петр Цехмистер, выступая в суде, озвучил позицию сановного доверителя. С 4 июня по 8 декабря 2015 года ответчик разместил на сайте 19 материалов, где негативно оценивается Д. Скриванов. «Каких-то позитивных черт у Скриванова журналисты не находят. Тексты написаны в таком стиле, чтобы избежать ответственности. Это выражено в форме вопросов. Использованы вводные обороты, цитаты третьих лиц. «Урал-Информ ТВ» пытается обойти закон, злоупотребляет правом.», - сказал юрист П. Цехмистер. Замдиректора по правовым вопросам медиа-группы «УралИнформ» Дмитрий Кажин среди прочих доказательств попросил приобщить к материалам гражданского дела письмо Д. Скриванова. Обращаясь в 2011 году к избирательнице Светлане Черепановой из Касимово, парламентарий-кандидат накануне очередных выборов сообщил о планах по газификации этого поселка. Касаясь деятельности истца в ФРМ, представитель ответчика заметил: «По нашему мнению, набрать персонал, зарегистрировать юрлицо – это не уровень политика». Выслушав прения сторон, судья Татьяна Опря отказала истцу в удовлетворении всех заявленных требований. Представитель ответчика Д. Кажин сказал ФЗГ, что полиция отказала депутату Д. Скриванову в возбуждении уголовных дел по всем оспариваемым им 6 публикациям. На вопрос о том, почему отказные постановления не приобщены к гражданскому делу в подтверждение оспариваемых слов о «депутате-пустозвоне», юрист Д. Кажин лишь улыбнулся.

ЯНВАРЬ, 21
ИА Flashnord
ИА СеверПост
Глава администрации Мурманска Андрей Сысоев подал заявление в прокуратуру на журналистов информагентства Flashnord, обвинив их в экстремизме. Чиновнику не понравилась публикация под названием «В 30-градусный мороз 300-тысячный Мурманск остался без газоснабжения». «По мнению Сысоева, журналисты, написавшие материал, намеренно разжигали ненависть по отношению к социальной группе «чиновники городской администрации и всей российской власти в целом, - сообщили в издании. В самой публикации имя Андрея Сысоева не называется, нет и упоминаний и других сотрудниках мэрии Мурманска, более того - стоит ссылка на объявление «Мурманоблгаза». В прокуратуре Мурманской области подтвердили, что к ним поступило заявление от главы администрации Мурманска, но детали пока раскрыть не смогли. Напомним, в 2015 году Андрей Сысоев подал в суд на информагентство СеверПост из-за опечатки, допущенной в одной из публикаций, где упоминается должность главы администрации. Там тоже не упоминалась фамилия Андрея Сысоева, но глава администрации посчитал, что это все равно порочит его честь и достоинство.

ЯНВАРЬ, 21
Кирилл Форманчук
В Екатеринбурге вечером известного блогера Кирилла Форманчука задержали полицейские. «За оскорбление гаишника полгода назад меня задержал уголовный розыск из ОП 9. Будут закрывать. Оказывают давление. 3 руководящих кадра отдела полиции. Типа я опасный преступник. Пока на связи. Если что я в отделе полиции 9 на Крылова 1 каб 405 уголовный розыск. Закончить жизнь самоубийством не планирую, а то вдруг что», - написал автоправозащитник в социальной сети. Как прокомментировал ситуацию официальный представитель следственного управления СКР по Свердловской области Александр Шульга, Кирилл Форманчук проходит подозреваемым по уголовному делу о публичном оскорблении представителя власти. Из-за того, что гражданин уклонялся от явки к следователю, его объявили в розыск. Сейчас ему вручили ряд повесток для явки, подозреваемый находится под подпиской о невыезде и надлежащем поведении. Европейско-Азиатские Новости.

ЯНВАРЬ, 22, 26
Оксана Ризнич
Мэр Южно-Курильского района (Сахалинская область) уволил главного редактора местной газеты «На рубеже» Оксану Ризнич. Он сообщил ей об этом при личной встрече. Как рассказала журналист корреспонденту ИА Sakh.com, в качестве причины такого шага Василий Соломко назвал «поддержку изданием оппозиции». Решение учредителя, а именно администрация Южно-Курильского района в лице комитета по управлению муниципальным имуществом совместно с собранием депутатов является хозяином газеты «На рубеже», стало для Ризнич полной неожиданностью. Уже шесть лет она возглавляет издание, до этого была его внештатным автором. За годы работы - ни одного замечания в трудовой, ни одного выговора. Проверка КСП, прошедшая в сентябре 2015 года, по словам главреда, выявила всего одно финансовое нарушение: руководитель редакции не полностью выплатила себе заработную плату… «Дорогие коллеги, меня уволили. Только что. Мэр сказал, что за поддержку оппозиции. (Оппозиции я не видела уже лет 6, но раз мэр говорит, что она есть, значит, есть, я ему верю). И этого человека я любила пуще мамы родной (серьезно), что подтверждается редкостной бархатностью нашей газеты, которую кое-кто из вас читал... Ладно, мое разбитое сердце сейчас не главное. Просто: ищу работу. PS: Зато теперь понятно, почему мне не согласовали выезд на День печати и кофе с губернатором - вдруг чего оппозиционное брякну» - этот пост оставила на странице в социальной сети Оксана Ризнич. По ее словам, причиной возникшего конфликта могло стать недопонимание работы газеты как со стороны мэра, так со стороны заместителя председателя собрания Южно-Курильского района Галины Вышловой. Ризнич сообщила, что народная избранница, не первый год находящаяся в депутатском кресле, многое решает в местной политике. В том числе, может сделать все, чтобы неугодный ей человек лишился работы. Газете стало известно, что Вышлова назначила себе зарплату в 320 тысяч рублей (у мэра при этом 380), так как работает в собрании на освобожденной основе, но фактически якобы продолжает рулить муниципальным «Докером», который получает миллионные субсидии из бюджета. По словам Оксаны Ризнич, Соломко что-то не поделил с Вышловой, а Ризнич, которая в силу обстоятельств представляла интересы как администрации, так и собрания, оказалась между двух огней. Sakh.com связался с мэром Южно-Курильского района Василием Соломко и попросил объяснить, почему он хочет уволить главного редактора газеты «На рубеже». Однако глава района не смог сформулировать, в чем суть его претензий, «плавая» между «к редактору есть вопросы» и «право учредителя увольнять, кого он считает нужным». Ситуацией заинтересовалось сахалинское отделение союза журналистов России. По словам председателя организации Любови Касьян, Союз будет обращаться к губернатору для введения практики оценки эффективности работы мэров в том числе по критерию их открытости и взаимодействия со СМИ. Тем более, что случай, когда учредитель не находит веской причины для давления на журналиста, но все равно на него давит, - не единственный на этой неделе. Еще одна история случилась в понедельник на севере Сахалина. Там после совещания, проведенного министром ЖКХ и энергетики Георгием Митриком, мэр заставила главреда местной муниципальной газеты письменно объяснить, почему та на нем не присутствовала. Тот факт, что журналисту было сообщено о совещании за полчаса до его начала, главу администрации не смутил. 26 февраля Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации Южно-Курильского городского округа подписал распоряжение о расторжении трудовых отношений с Оксаной Ризнич. Позже в телефонной беседе с корреспондентом информационного агентства Сахком В. Соломко сказал, что решение об увольнении неокончательное, и якобы будет назначена некая служебная проверка. Но, по словам Оксаны Ризнич, никакой проверки не было. В документе КУМСа, конечно, нет ничего про оппозицию. Напротив, написано, что Ризнич увольняют в соответствии с пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса «при отсутствии виновных действий (бездействия)» и пункта 7.4 ее трудового договора: КУМС может расторгнуть договор до истечения срока его действия при отсутствии виновных действий руководителя с выплатой ему компенсации в размере среднего шестимесячного заработка. Главреда уволили с 26 января и сообщили ей, что выплата компенсации произойдет не ранее чем через неделю, хотя это прямое нарушение трудового законодательства, предписывающего, что расчет выплачивается в день увольнения. Если компенсация не будет выплачена, Оксана Ризнич обратится в трудовую инспекцию.

ЯНВАРЬ, 22
Илья Азовский
Октябрьский районный суд Архангельска огласил приговор по делу главного редактора газеты «Правда Северо-Запада» Ильи Азовского. Журналисту осталось провести за решёткой чуть больше двух месяцев. Азовский признан виновным в незаконном хранении без цели сбыта психотропных веществ в крупном размере. Напомним, ещё 8 июня прошлого года журналист был задержан сотрудниками архангельского наркоконтроля (см. монитор за июнь 2015 года). Установлено, что Азовский приобрел амфетамин в крупном размере. Это вещество он хранил в рабочем кабинете с целью личного потребления до момента его задержания. В судебном заседании подсудимый вину признал частично, пояснив, что ему принадлежит лишь часть амфетамина, а именно 0,27 грамма, изъятых из кармана брюк в ходе его личного досмотра. На предыдущем заседании суда Илье Азовскому было дано право высказаться, однако от так называемого последнего слова журналист отказался. Приговором суда ему назначено наказание в виде 10 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима, а также штрафа в размере 70 тысяч рублей с ограничением свободы на срок восемь месяцев. Судья Дмитрий Усов применил меру наказания ниже низшего предела. Применить именно такое наказание позволили заслуги обвиняемого – различные грамоты и положительные характеристики. «Наши надежды были оправданны. Мы считаем, что судебный процесс был объективным. Судья Дмитрий Усов учёл доказательства всех сторон – и защиты, и обвинения. Как мне известно, сейчас адвокаты готовят обжалование в Архангельский областной суд», – сказал зам главного редактора «Правды Северо-Запада» Олег Плахин. В срок заключения засчитывается и то время, которое Азовский уже провёл в изоляторе (с 8 июня). Выйдет на свободу журналист уже в начале апреля, а штраф в 70 тысяч рублей суд разрешил выплачивать частями. «Это хороший приговор, но тем не менее мы будем подавать апелляционную жалобу, пока подаём, Илья уже выйдет на свободу, осталось потерпеть недолго, ведь он уже находится в СИЗО 7,5 месяцев», – рассказала адвокат Ильи Азовского Оксана Грушецкая. Наблюдатели связывают дело Азовского с политическими процессами, происходившими в регионе. Журналист достаточно серьёзно критиковал деятельность губернатора Архангельской области Игоря Орлова. Многие, в том числе и коллеги по журналистскому перу, уверены, что данное дело по наркостатье было сфабриковано. Ведь задержание журналиста произошло аккурат перед началом предвыборной кампании губернатора.

ЯНВАРЬ, 22
СМИ Бердска
Глава города Бердска (Новосибирская область) Евгений Шестернин (избранный горсоветом на эту должность два месяца назад) считает, что независимым от мэрии СМИ сильно не достает оптимизма. Поводов для него, очевидно, немного и в здешней жизни, и, чтобы поднять настроение местным жителям, градоначальник решил резко «оптимизировать» самые читаемые ими издания. Как правило, для изменения информационной политики того или иного СМИ власть ищет способы сменить в нем учредителя, или заключает с ним договоры на освещение нужных ей тем, оплачивая заказные материалы из средств бюджета либо дружественного ей бизнеса. Администрация же Бердска, наверное, из-за отсутствия таких средств, стала действовать с «детской непосредственностью»: рассылать популярным городским газетам и сайтам темы, на которые им следует в первую очередь, обратить внимание, по ее мнению, разместив материалы по ним на самых видных местах. Это – не традиционные пресс-релизы, рассылаемые для информирования редакций, которые вольны принять их к сведению или проигнорировать, а рекомендации муниципальной власти, то есть как бы «советы старших товарищей». Первая рассылка, сообщает портал Сибкрай.ru., была сделана 22 января. Предлагаются прессе следующие темы передовиц: «Водитель со стажем 33 года управляет новым автобусом», «В Бердске стартует конкурс «Воспитатель года-2016», «Морозы не помеха отопительному сезону в Бердске», «БАТП Бердска – новые перспективы развития». Чиновники полагают, что эти темы могли бы вызвать живой интерес у большинства горожан, с чем журналисты, однако, категорически не согласны. Главный редактор газеты «Курьер. Среда. Бердск» Галина Коморникова сказала порталу: «Газета издается 13-й год, у редакции сложился свой кодекс. Мы будем следовать этим правилам: никогда не ставили темы по просьбе администрации и не собираемся это делать». Не позволяют редакции следовать рекомендациям властей не только принципы, но и бизнес: «Мы не можем выпускать газету, которую не покупают. Отдел распространения имеет решающее слово на планерке, потому что отслеживаем, какая тема продается». Твердо стоит на этой позиции и редактор новостного сайта «Бердск-онлайн» Галина Жильцова. В Бердске, говорит она, уже предпринималась попытка выпускать газету, в которой были бы только хорошие новости. Называлась она «Позитив», ее издавало вскладчину местное бизнес-сообщество. Просуществовала она недолго, потому что бердчанам газета без их проблем и бед не нужна. Если мэрия будет и впредь навязывать независимым СМИ свое мнение о «правильном освещении» жизни города, то это, уверена редактор, лишь обострит отношения между властью и журналистами: они воспримут эти попытки, как давление с ее стороны.

ЯНВАРЬ, 22
Эса Туоминен
В Карелии финского журналиста Эсу Туоминена задержали в воскресенье во время интервью с бывшим мэром Петрозаводска Галиной Ширшиной, сообщает Fontanka. По словам Туоминена, полицейские увезли его прямо из кафе, где он беседовал с Ширшиной, продержали в отделении четыре часа, оштрафовали на 2 тысячи рублей. Штраф был выписан за незаконное осуществление трудовой деятельности на территории РФ и несоответствие реальной цели поездки той, что указана в визе («Культурные связи»). Кроме того, журналисту аннулировали визу, а взамен обещали выдать временную – разрешающую пребывание в стране в течение нескольких дней. Как утверждает журналист, он с подобным столкнулся впервые: «Я ездил по журналистским делам в десятки стран. Будучи фрилансером, я думал, что аккредитация требуется только для корреспондентов - журналистов, которые на постоянной основе живут и работают в чужой стране. Я же совершал кратковременные поездки». Журналисту сообщили, что полицию вызвали сидевшие за соседним столом девушки, которым иностранец показался подозрительным. Сам он считает случившееся инсценировкой, пишет издание. Галину Ширшину, члена партии «Яблоко», отправили в отставку 25 ноября 2015 года единогласным решением местных депутатов, большинство из которых представляют «Единую Россию». Формальным поводом для рассмотрения вопроса об отставке стало обвинение в неисполнении обязанностей в течение трех месяцев. Ширшина обжаловала это решение, но 21 января суд признал ее отставку законной.

ЯНВАРЬ, 24
Газета «Брянский рабочий»
Газета «Брянский рабочий», находящаяся в кризисе последние месяцы, получила нового владельца. Формально учредителем издания по-прежнему остается ООО «Брянский рабочий», однако новым владельцем газеты стал издатель районной газеты «Стародубский проспект» Алексей Кадомин. Еще осенью прошлого года в регионе стали высказываться опасения, что «Брянский рабочий» может не дожить до своего столетнего юбилея в 2017 году. Издание не проводило осенью подписную кампанию, местные журналисты говорили о финансовых проблемах и потере интереса к СМИ со стороны ее владельца и главного редактора. На прошлой неделе стало известно, что у «Брянского рабочего» новый главный редактор. На смену Владимиру Мельникову пришла Ирина Марченкова. Теперь выяснилось, что издание получило и нового владельца. По неподтвержденным данным, на его смене настаивало правительство Брянской области.

ЯНВАРЬ, 25
Газета «Арсеньевские вести»
Анастасия Попова
Истцами необычного судебного дела стала семья директора одной из школ Приморского края. Читатель газеты «Арсеньевские вести» эколог Ф. Крониковский, житель далёкого таёжного Красноармейского района Приморья, отправил в газету «Арсеньевские вести» письмо, с сообщением, что районный депутат, директор сельской школы торгует дериватами (частями тела) краснокнижного уссурийского тигра. Журналист Анастасия Попова по этому читательскому письму написала статью «Директор школы – браконьер и учит детей любить тигров», опубликованную в газете «Арсеньевские вести» в ноябре 2015 года. Семья директора школы (жена- директор школы, её муж и сын) обратилась в суд с иском о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда. Суд частично удовлетворил семейный иск, признав «сведения, распространённые ответчиком Ф. Крониковским и опубликованные в статье «Директор школы – браконьер и учит детей любить тигров», опубликованной в газете «Арсеньевские вести», не соответствующими действительности». «Причинённый моральный вред подлежит компенсации в солидарном порядке», которую семья Коноваленко оценила в 100 000 рублей каждому члену семьи – директору школы и районному депутату Галине Коноваленко, продававшей дериваты, её мужу и сыну. Суд обязал газету опубликовать опровержение и взыскать с автора письма в редакцию – 27 000 рублей, с автора статьи Анастасии Поповой 12 000 рублей, с газеты «Арсеньевские вести» - 27 000 рублей.

ЯНВАРЬ, 25
Игорь Шнуренко
Журналист и писатель Игорь Шнуренко продолжает бороться за авторство книги, выпущенной под именем супруги бизнесмена – Алены Стерлиговой. В Московский областной суд 25 января была подана жалоба на решение Звенигородского суда по иску Игоря Шнуренко к известному бизнесмену Герману Стерлигову и его жене. Напомним, что конфликт разгорелся еще в 2013 году из-за автобиографии Алены Стерлиговой «Мужем битая… Что мне пришлось пережить с Германом Стерлиговым», созданием которой занимался истец. Тогда бизнесмен и его супруга после сотрудничества с журналистом выпустили книгу без ведома последнего, а все попытки автора выйти на связь попросту игнорировали. Сначала Игорь Шнуренко подал олигарху претензию на 50 млн рублей. Позже он направил иск в суд, снизив материальные требования до 2 млн 100 тыс. рублей. Шнуренко также попросил перечислить ему половину доходов от издания книги. Летом 2015 года Звенигородский суд, основываясь на экспертизах текста, выполненных специалистами, которых предложили ответчики, отказал Игорю Шнуренко в требованиях, признав единственным автором книги Алену Стерлигову. Так как судебное решение было изготовлено только к концу 2015 года, сторона истца смогла направить апелляцию только сейчас. «К концу судебного разбирательства у нас было две экспертизы по поводу авторства, которые давали противоположные заключения», рассказывает юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова, представляющая интересы Игоря Шнуренко. – Суд принял во внимание выводы эксперта Баранова, который считает, что у автобиографии не может быть соавторов. Вторая экспертиза, выполненная специалистами ГЛЭДИС (Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам), наоборот, говорила о соавторстве. Но суд счел, что она выполнена с нарушениями, и не учел ее результаты. Мы просили вызвать на последнее судебное заседание авторов обеих экспертиз, но нам было отказано. Сейчас у нас есть заключение авторитетного специалиста – доктора филологических наук, профессора кафедры судебной экспертизы Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Елены Галяшиной. Она подтверждает, что экспертиза Баранова была проведена с нарушениями». Кроме того, представитель истца подчеркивает, что судом первой инстанции назначалась повторная экспертиза у одного и того же специалиста, что также является процессуальным нарушением.

ЯНВАРЬ, 25
ТРК «Урал-Информ ТВ».
Мотовилихинский районный суд Перми вновь отказал депутату краевого заксобрания Дмитрию Скриванову в удовлетворении иска к телерадиокомпании «Урал-Информ ТВ». На этот раз он требовал опровержения и компенсацию в 100 тыс. рублей за размещённое в эфире и на сайте видео «Политический неудачник». Помимо надписи «Политический неудачник», истец обиделся на заголовок «Парламентария Скриванова не узнают собственные избиратели». В публикациях от 8 июня он счел недостоверными и порочащими такие фразы (с сохранением орфографии): «Низкий рейтинг можно смело отправлять в копилку и без того многочисленных неудач Дмитрия Станиславовича. Провалы сопровождают его повсюду. Будь это общественная деятельность или работа на депутатском поприще». «Его не узнают не то, что из тысячи, даже из десятка. Who is mr. Scrivanov? Жители 27 избирательного округа сказать затрудняются. Хотя именно здесь, несколько лет назад, парламентарий развернул свою предвыборную кампанию. Обещал многое, правда видимо, мало что сделал. Вспомнить заслуги Дмитрия Станиславовича кунгуряки не в силах» (см. монитор за ноябрь 2015 года). По ходатайству истца была проведена лингвистическая экспертиза. С её учетом судья Елена Котельникова не нашла недостоверных, порочащих сведений в оспариваемых сюжетах.

ЯНВАРЬ, 25
Интернет-издание «Подосиновец-Инфо»
В городе Подосиновце (Кировская область) завершилось рассмотрение иска о защите чести, достоинства и деловой репутации, поданного предпринимателем А. Макаровым к интернет-изданию «Подосиновец-Инфо». Истец обратился в суд из-за публикации на сайте издания, в которой говорилось о «захвате» фермы в селе Дорожаица летом 2015 года. В тексте упоминалось, что в служебном помещении предприятия находился некий А. Максимов с адвокатом. По мнению ответчика, в спорной публикации не сообщалось сведений, по которым можно было бы идентифицировать человека и, тем более, соотнести с личностью истца. В итоге суд стал на сторону редакции издания и отказал истцу в опровержении публикации.

ЯНВАРЬ, 26
Александр Плющев
Журналист «Эха Москвы» Александр Плющев был вызван на допрос в рамках дела о мошенничестве при сборе средств на мэрскую кампанию Алексея Навального в 2013 году. Плющев сообщил, что допрос продолжался 35 минут. Журналист отказался давать показания, сославшись на статью 51 Конституции, которая позволяет не свидетельствовать против себя. В середине января стало известно, что Следственный комитет РФ возобновил допросы по делу о мошенничестве при сборе средств на мэрскую кампанию Навального. Как сообщил тогда соратник Навального Леонид Волков, на новые допросы были вызваны четыре человека. Выборы мэра Москвы, в которых участвовал оппозиционер Алексей Навальный, прошли в сентябре 2013 года. Навальный набрал 27,24 процента голосов, уступив действовавшему мэру Сергею Собянину. На избирательную кампанию Навального тогда было собрано около 100 миллионов рублей пожертвований.

ЯНВАРЬ, 26
Все СМИ
Журналисты не могут попасть в отделение, куда доставили «яблочников» Сергея Митрохина, Антона Антонова-Овсеенко и Станислава Белянского. Сотрудники ОВД «Китай-город» ссылаются на то, что это «режимный объект». Член Федерального политкомитета партии «Яблоко» Сергей Митрохин был задержан около 12 часов у Администрации президента перед проведением акции за отставку Кадырова. Вместе с ним полиция задержала руководителя Общественной приемной «Яблока» в Москве Антона Антонова-Овсеенко. Позже из-за действий провокатора был задержан активист «Яблока» Станислав Белянский.

ЯНВАРЬ, 26
«ОВД-инфо»
Сразу три крупных банка («Тинькофф банк», Альфа-банк и «ВТБ 24») отказали проекту «ОВД-инфо» в эквайринге для сбора пожертвований. Как сообщают организаторы проекта, юристы «Тинькофф банка» и Альфа-банка нашли на их сайте «экстремистские материалы» и некую информацию, запрещенную политикой безопасности этих кредитных организаций. Специалисты «ВТБ 24» и вовсе заявили, что деятельность общественников «вызывает сомнения». «Возможно, это реакция бизнеса на общую обстановку, связанная с повышенной осторожностью банков в работе с третьим сектором вообще», - заявил координатор проекта Григорий Охотин. Медиапроект «ОВД-инфо» существует с 2011 года. Его сотрудники занимаются мониторингом задержаний на публичных мероприятиях. Общественники организовали краудфандинг в декабре 2015 года. После отказа банков они начали сбор средств через «Яндекс.Деньги», сообщает газета «Ведомости».

ЯНВАРЬ, 26
Сайт dialogweb.ru
Сайт soldat-polevskoy.ru
Редакция газеты «Диалог» города Полевского (Свердловская область) обратилась в полицию с просьбой провести расследование по факту многократных DDoS-атак на свои сайты dialogweb.ru и soldat-polevskoy.ru. По заявлению журналистов, работа их интернет-ресурсов в середине января несколько раз была фактически заблокирована. «С 8 января 2016 года и по настоящее время на интернет-ресурсы dialogweb.ru и soldat-polevskoy.ru полевской газеты «Диалог» ведется целенаправленное воздействие, которое вызывает периодическое блокирование доступа к ним: пользователи не могут зайти на сайты, журналисты не имеют возможности своевременно разместить материалы», - говорится в обращении, опубликованным на сайте издания. В редакции заявили, что их технической службе удалось засечь IP-адреса злоумышленников. Всю информацию сотрудники газеты уже направили в полицию. Отдельно журналисты оговорились, что сталкиваются с атакой на свои ресурсы впервые. Какие цели преследовали злоумышленники и был ли заказчик у кибератак, пока неизвестно.

ЯНВАРЬ, 26
НТВ
Сюжет о новом замужестве бывшей супруги президента России Владимира Путина Людмилы не вошел в передачу телеканала НТВ «Итоги дня», вышедшую в эфир в Сибири и в Европейской части России - несмотря на анонс, опубликованный ранее во вторник на сайте НТВ. Сюжет, однако, вышел в эфир на Дальнем Востоке. В нем рассказывается о публикации журнала «Собеседник» о возможном замужестве бывшей жены Путина. При этом подчеркивается, что журналисты НТВ не видели свидетельства о браке и не беседовали ни с самой Людмилой Путиной, ни с ее новым мужем. На прошлой неделе «Собеседник» сообщил о том, что новым супругом бывшей жены Путина стал 37-летний руководитель Центра развития межличностных коммуникаций (ЦРМК) Артур Очеретный, который ранее работал в фирме «Арт шоу центр» и организовывал различные мероприятия, в том числе для партии «Единая Россия». При этом Путина сменила фамилию на Очеретная. 25 января информацию о смене фамилии проверили и подтвердили в Фонде борьбы с коррупцией Алексея Навального. ФБК сообщил, что в августе 2015 года квартира в Петербурге, ранее принадлежавшая Людмиле Александровне Путиной, перешла в собственность Людмилы Александровны Очеретной, чьи дата и место рождения совпадают с данными бывшей супруги президента России. Телекомпания НТВ не пояснила, по каким причинам сняла сюжет о новом замужестве экс-супруги Путина с эфира и удалила анонс передачи с сайта. Владимир Путин объявил о разводе с женой в июле 2013 года.

ЯНВАРЬ, 26
Портал ЗАКС.Ру
Арбитражный апелляционный суд встал на сторону Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП) в деле против портала ЗАКС.Ру. На заседании 26 января было решено удовлетворить требование о компенсации ущерба деловой репутации вуза в размере 1 млн рублей. Претензии СПбГУП связаны с публикацией «Весна»: Запесоцкий нарушает 29-ю статью Конституции» от 2014 года. В ней приводилось мнение активистов молодежного движения «Весна», которые увидели в отчислении 150 студентов вуза в том числе из-за поведения в социальных сетях признаки нарушения главного закона страны. В исковом заявлении не было отмечено, что ставшая причиной разбирательства фраза является не собственным утверждением редакции, а фрагментом цитаты. В начале ноября 2015 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти признал этот материал порочащим деловую репутацию вуза. Однако денежные требования истца оставил без внимания. СПбГУП с таким вердиктом не согласился и подал апелляцию (см. монитор за сентябрь, ноябрь 2015 года). Суд пересмотрел свое решение и 26 января постановил взыскать с ООО «МЕДИА.С-Пб» (учредитель ЗАКС.Ру) в пользу истца 1 миллион рублей. Несоответствие действительности сведений о нарушении ректором СПбГУП Александром Запесоцким законодательства истец подкрепил результатами прокурорской проверки, которая нарушений в его работе не обнаружила. ЗАКС.Ру намерен оспорить решение суда, рассказала Лениздат.Ру адвокат Натэла Пономарева, представляющая интересы ответчика. «Мы будем подавать кассационную жалобу, – подчеркнула юрист, – мы не согласны с решением суда». Жалоба будет подана в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа. ЗАКС.Ру также подавал апелляцию на первое решение суда, но она была отклонена. Причина станет известна после оглашения мотивировочной части решения суда.


ЯНВАРЬ, 26
«МК в Питере»
Городской суд Санкт-Петербурга отказался удовлетворить апелляционную жалобу ректора Гуманитарного университета профсоюзов Александра Запесоцкого на решение по его иску к петербургской редакции «Московского комсомольца». Предметом разбирательства стала статья «Кто крадет озера», которую опубликовало издание в 2014 году. Напомним, 27 августа 2014 года в газете «МК в Питере» было напечатано интервью с лидером Движения против захвата озер Ириной Андриановой. В нем шла речь о перекрытии доступа к водоемам для рядовых граждан (см. монитор за август 2014 года). После выхода материала Запесоцкий обратился в суд с требованием признать содержащуюся в интервью информацию не соответствующей действительности. Также ректор СПбГУП просил взыскать с журналистов миллион рублей за моральный ущерб. В довершение всего, истец настаивал на опровержении опубликованных данных, а в случае отказа газеты от исполнения этого решения требовал еще 500 тысяч рублей. Однако в октябре 2015 года Куйбышевский суд Петребурга отказал Запесоцкому в иске. Адвокаты Запесоцкого подали апелляцию, однако Городской суд признал предыдущее решение законным.

ЯНВАРЬ, 26
Максим Ребеченко
В Усть-Лабинском (Краснодарский край) районном суде состоялось собеседование (подготовка к рассмотрению по существу) по делу, в рамках которого гражданский и экологический активист, видеоблогер Максим Ребеченко обвиняется в унижении чести, достоинства и деловой репутации «правозащитницы» из станицы Тбилисской Галины Фаргер. По версии последней, Максим Ребеченко оскорбил её, разместив в YouTube сатирический ролик с её участием. Видеосюжет «Колхозное телевидение об украинском кризисе» на данный момент собрал свыше 80 тысяч просмотров. Согласно исковому заявлению, посмотрев этот видеоролик на «сильно страдала и испытывала от этого душевную обиду». Галина Фаргер требует обязать Максима Ребеченко опровергнуть сведения, которые он распространил в её адрес, запретить ему показывать и распространять указанный ролик, а также взыскать с активиста 500 тысяч рублей. Максим Ребеченко прокомментировал ситуацию: «По моему мнению, дело абсолютно абсурдно. Еще раз показывает то, что некоторые граждане не могут мириться с альтернативной точкой зрения, которую высказывают другие. По моему мнению и мнению моих товарищей, в данном ролике я никак не задел честь и достоинство Фаргер. Мне активно помогают мои товарищи, в том числе и юридически. Надеюсь на то, что суд вынесет положительное для меня решение. Также уже сформирована некоторая стратегия действий, которая должна показать обществу всю нелепость данного разбирательства».

ЯНВАРЬ, 27
Медиа-группа «Телеграф»
Дмитрий Ратников
Медиа-группа «Телеграф» выиграла дело против главного редактора «Канонера» Дмитрия Ратникова и отсудила у него 50 тысяч рублей за использование материала без ссылки на первоисточник. Об этом Ратников рассказал Лениздат.Ру. Напомним, предметом спора стала публикация «Канонера» «Совет по наследию вынуждает покупать душевное спокойствие» от 8 июня. В материале были использованы фрагменты интервью гендиректора компании-застройщика Конюшенного ведомства Сергея Русакова, которое он ранее дал «Телеграфу». По утверждению истца, никаких ссылок на первоисточник в публикации не было. Требования о компенсации в размере более 100 тысяч рублей суд счел нужным удовлетворить только наполовину. Мотивировочная часть решения, в которой суд пояснит свою позицию, будет объявлена позднее. По мнению Ратникова, решающим в деле могло оказаться заключение нотариуса, которое, как он утверждает, не соответствует действительности. «На последнем заседании пришла бумага от нотариуса, который заверял скриншоты страницы,  – рассказал Ратников.  – Она написала, что в момент проведения осмотра страницы гиперссылки на сайт «Телеграфа» на «Канонере» не было». По словам журналиста, ссылка все же была. Ратников считает слова нотариуса «откровенным враньем». «Если этот момент оказался решающим в данном деле, – отметил он,  – то я буду предпринимать разные меры к самому нотариусу, в том числе обращаться в суд за заведомо ложные показания». По мнению Ратникова, эти обстоятельства также могут стать поводом для обжалования. Комментарий представителя «Телеграфа» Лениздат.Ру получить не удалось.

ЯНВАРЬ, 27
Сайт «Эха Москвы»
Депутат Шамсаил Саралиев обратился к двум комитетам Госдумы с предложением принять меры в связи с возможной публикацией материалов экстремистского содержания на сайте «Эха Москвы», передает корреспондент «Газеты.Ru». Ранее сообщалось, что заявление об экстремизме в Генпрокуратуру написал глава парламента Чечни Магомед Даудов, усмотревший признаки экстремизма в статье Андрея Пионтковского на сайте радиостанции. В середине января Даудов назвал «Эхо Москвы» «вражеской штаб-квартирой пятой колонны». Саралиев в протокольном поручении к думским комитетам по безопасности и по информационной политике указывает ту же статью. В материале, как пишет депутат, «содержатся уничижительные высказывания в отношении жителей Чеченской Республики, а также в последних двух абзацах содержатся публичные призывы к территориальному разделению России». Парламентарий предлагает комитету по безопасности запросить в Генпрокуратуре информацию о мерах, принимаемых «для пресечения подобных деяний», а комитету по информационной политике - обратиться с той же целью в Роскомнадзор.

ЯНВАРЬ, 28
Александр Ягодкин
Газета «Московский комсомолец» в Воронеже»
В Арбитражном суде Воронежской области началось рассмотрение иска о защите деловой репутации, который подало ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж». Ответчиками в процессе выступают редакция газеты «Московский комсомолец» в Воронеже» и известный воронежский журналист Александр Ягодкин. В конце сентября 2015 года в газете «МК» в Воронеже» и на сайте издания вышла публикация «Хроники коммунального ограбления», подготовленная А. Ягодкиным. В тексте рассматривалась ситуация с поставкой и оплатой газа в регионе. Среди прочего автор статьи критически оценивал деятельность и компании «Межрегирнгаз Воронеж». В своем заявлении истец утверждает, что ответчики распространили недостоверные и негативные сведения, порочащие репутацию компании. Среди конфликтных фраз указываются, например, такие: «А «Межрегионгаз» с фантастической наглостью продолжал отключать системы жизнеобеспечения добросовестным плательщикам Воронежа». Стоит отметить, что некоторые цитаты, ставшие причиной иска, не содержат упоминаний компании-истца. В них говорится о «поставщиках газа», «хозяевах газа» и т.п. Компания-истец требует разместить в газете и на сайте опровержение порочащих сведений, а также взыскать с ответчиков сумму, равную госпошлине, внесенной при подаче иска – шесть тысяч рублей.

ЯНВАРЬ, 28
Юрий Ушаков
Ленинский районный суд Пензы освободил из-под стражи пензенского правозащитника Юрия Ушакова и его сына, задержанных по подозрению в нахождении в нетрезвом виде в общественном месте и сопротивлении полиции. Сам же правозащитник утверждает, что настаивал на проведении экспертизы на алкогольное опьянение, в которой ему отказали. Юрий Ушаков известен критическими выступлениями и публикациями, связанными с махинациями в сфере городского ЖКХ. Как рассказали в пензенской общественной организации «Поколение нового времени» (ПНВ), с которой правозащитник много сотрудничал, благодаря деятельности господина Ушакова удалось предотвратить многие злоупотребления со стороны чиновников и организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. В общественной организации сказали, что не верят в его виновность. «Предъявленные обвинения человеку, который никогда ранее не нарушал закон и пропагандирует законопослушный образ жизни, надуманные и абсурдные», - отметили в «ПНВ». Как рассказал сам господин Ушаков, сотрудники правопорядка объяснили мужчинам, что они задержаны за мелкое хулиганство. Им заявили, что они находились в нетрезвом состоянии, громко безадресно матерились и вообще вели себя дерзко и вызывающе, не реагируя на замечания полицейских. Правозащитник отметил, что в момент задержания свидетелей происходившего не было. Адвокат Дмитрий Беляев также предположил, что дело в отношении господина Ушакова связано с его общественной деятельностью или с «отдельными перегибами» в полиции. Адвокат убежден, что никаких оснований для задержания активиста и его сына не было. «Они спокойно шли домой. Во дворе жилого дома в районе магазина «Буратино» их задержали сотрудники полиции. Сначала сказали, что они находятся в нетрезвом состоянии, потом - что не повиновались законным требованиям сотрудников полиции. Теперь вот выясняется, что они якобы ругались на прохожих. Однако никаких прохожих там больше не было», - цитирует господина Беляева выступившая с заявлением относительно задержания правозащитника пресс-служба пензенского обкома КПРФ. В полиции произошедшее оставили без комментария. Общественники предполагают, что задержание могло быть связано с запланированным на 29 января участием господина Ушакова в эфире радиостанции «Эхо Москвы - Пенза», где он собирался рассказать о попытках повысить в областном центре нормативы потребления электроэнергии.

ЯНВАРЬ, 29
СМИ Байкальска
Жители Байкальска (Иркутская область) регулярно жалуются на власти: уж очень причудливо тратится бюджет. Например, в 2016 году он составит 111 млн рублей. Из них на благоустройство города потратят целых полтора миллиона, а на развитие молодежной политики - 900 тысяч. Зато на зарплаты чиновникам местной администрации пойдет 36 миллионов. А председатель местной думы Владимир Покитко решил поднять себе зарплату на 50% - с 40 до 60 тысяч рублей. Покитко, судя по всему, так стыдится своей большой зарплаты, что афишировать надбавку не хочет. Недавно, например, он прогонял с заседания комиссии думы журналиста. Поставив под сомнение его права, необходимость соблюдать законы и активно угрожая. «Да вы мне про закон не говорите! Чтобы говорить про закон, надо самому ничего не нарушать! Вы нам просто не нужны, это рабочий орган. Вы чё, пришли меня учить что ли? Мы как-нибудь с вами выйдем перед народом, вам рупор дадут, я посмотрю, чё вы будете рассказывать народу. За эту чушь, которую пишете и несёте. Вами просто никто еще не занимался нормально, займутся – поймете», - изрек председатель думы и выдворил журналиста.

ЯНВАРЬ, 29
СМИ Омска
Мэр Омска Вячеслав Двораковский, исповедовавший до сих пор принцип максимальной открытости власти, отчего-то решил вдруг ввести режим конспирации – в отношениях с местными СМИ и, соответственно, с омичами, получающими от них информацию. Еженедельные аппаратные совещания в горадминистрации, на которые в последние 10 лет допускались свободно и журналисты, близкие к ней, и без всяких ограничений – ее оппоненты, теперь будут проходить, по приказу градоначальника, за наглухо закрытыми дверями. Его брифинги, которыми завершались, как правило, эти совещания, отменены. Совсем недавно,15 января, омский мэр занял второе место среди первых лиц городов Сибири в медиарейтинге компании «Медиалогия», который оценивает эффективность информационной политики муниципальных властей, а она никак не может быть действенной без обратной связи между ними и населением, о чем заявлял неоднократно и сам городской глава – в частности, 13 января, поздравляя представителей прессы с Днем российской печати. И до последнего времени мэрия старалась следовать провозглашаемым ею принципам. Оставалась верна им, и когда журналисты стали лишними на заседаниях облправительства, а теперь вот и на совещания ее аппарата вход представителям прессы будет категорически запрещен. Аппарат станет вроде «черного ящика», у которого известны входные и выходные данные - принимаемые им решения, будут публиковаться, как и прежде, на сайте горадминистрации, а о том, почему и для чего они принимаются, омичи смогут только догадываться. Что побудило мэра «закрыться» от журналистов, а, следовательно, и от остальных горожан, увеличив дистанцию между властью и населением (о необходимости ее сокращения не раз говорили ранее и он сам, и областной глава), трудно сказать. Может статься, такая рекомендация пришла из Москвы. Это следует из пояснения, которое дал порталу ОмскЗдесь замдиректора Департамента информационной политики Виктор Гашеев: «Мы решили придерживаться того формата, который практикуют наши коллеги на федеральном уровне». Между тем председатель российского правительства, еще в бытность президентом РФ, говорил, что свобода лучше, чем несвобода, а, открытость, стало быть, лучше закрытости – в том числе и для самой власти: ей все равно не скрыться от обслуживаемых ею людей и переживаемого ими кризиса.

ЯНВАРЬ, 29
Антон Попкович
Редактор районной газеты «Знамя труда» в Кунашакском районе (Челябинская область) Антон Попкович начал получать угрозы за перепост в соцсети. На своей странице «ВКонтакте» журналист разместил материал-разоблачение открытой сетевой группы «Кунашакский район без коррупции». Группа в соцсети рассказывала о неблаговидных (по их мнению) деяниях некоего предпринимателя. Тут же, по словам Антона, ему позвонил человек, представившийся названным в материале предпринимателем, пообещал его «встретить» и наговорил других завуалированных угроз. Антон не успел записать все угрозы на диктофон, но поставил в известность правоохранительные органы. Вот как сам журналист поведал об этом на своей странице «ВКонтакте»: «Интересный разговор произошел у меня по телефону только что. Некто, представившись, в очень грубой форме, даже угрожая, потребовал объяснений по поводу статьи! На мои уверения, что никакого злого умысла у меня не было, а высказывать персональное оценочное суждение имею полное право, на него не подействовали!».

ЯНВАРЬ, 31
Газета «Большой Ростов»
Любопытный документ получила газета «Большой Ростов» из Государственной инспекции труда Ростовской области в ответ на редакционный запрос. В газету обратились работники управляющих компаний Кировского района с жалобой на невыплату им зарплаты и сообщили, что ранее их жалобами уже занималась инспекция по труду. Газета попросила инспекцию сообщить о результатах проверки этих заявлений. Редакционный запрос был адресован руководителю этой организации главному государственного инспектору труда в Ростовской области Николаю Федянину. Однако ответ пришёл за подписью начальника отдела правового надзора и контроля №1 Юлии Семчук. В нём сообщается, что инспекция не может ответить редакции по существу поставленного вопроса: сделать это ей якобы запрещает «Закон о персональных данных». Устно юрист Семчук пояснила свою правовую позицию: по её мнению, даже название юридического лица – это уже персональные данные. Правда, она при этом намекнула, что не сама решала, какой написать ответ редакции, а выполнила указание своего руководства. Ну, кто б в этом сомневался! Николай Федянин в Ростовской области человек известный, почти десяти лет был мэром Таганрога, а после того, как проиграл последние выборы, назначен руководителем инспекции по труду. При его предшественниках инспекция охотно делилась с журналистами информацией о своей деятельности, сообщала о выявленных нарушениях на разных предприятиях и коммерческих компаниях и о защите инспекторами прав трудящихся. При новом руководители инспекция рассылает обещания сообщить о результатах проверки управляющих компаний «Оптиум», «ЖКХ-6» и «Гармония» только в случае «снятия ограничения данными юридическими лицами запрета на раскрытие третьим лицам персональных данных», о чём редакции сообщат дополнительно. Но вся беда в том, что директор этих «управляек» господин Репало находится под домашним арестом в ожидании суда по делу о хищении группой управляющих компаний Ростова и других городов Ростовской области 200 млн. рублей. Вряд ли у него появится желание и возможность «снять запрет» на раскрытие «персональных данных», да ещё «третьим лицам». Лишь бы уж следователю давал чистосердечные признания!

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни