Результаты мониторинга
12 Января 2016 года

Результаты мониторинга ФЗГ – декабрь 2015

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов и блогеров – 5 (съемочная группа телеканала «Россия 24», Улан-Удэ; съемочная группа ГТРК «Ока», Рязань; съемочная группа телеканала НТВ, Москва; Владимир Зайвый, спортивный обозреватель интернет-издания «Газета.Ru», Москва; Андрей Симонов, журналист канала «Матч ТВ», Москва).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 1 (телеканал «Россия 24», Москва)

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 1 (Дарья Полюдова, блогер, Краснодар).

Увольнение редактора, журналиста – ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 4 (съёмочная группа украинского телеканала СТБ, в Белгородской области; Вадим Штепа, блогер, Петрозаводск; Сергей Вилков, журналист газеты «Общественное мнение», Саратов; Тереза Насибуллина, корреспондент «Фронде ТВ», Москва).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 16на сумму 2 340 000 рублейРассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 7, удовлетворено – 4, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 115 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 31

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 6 (Евгений Титов, корреспондент «Новой газеты», Краснодарский край; Виктор Шендерович, независимый журналист, в Санкт-Петербурге; Валерий Перевозчиков, журналист интернет-газеты «Сочинские новости», Краснодарский край; Марат Хайруллин, руководитель агентства журналистских расследований «Независимая студия», Москва; Александр Ахтырко, главный редактор интернет-портала «ЖКХ 64», Саратов; Денис Солдаткин, корреспондент информационной программы «Новости. Томск», Томск).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 1 (газета «Балашовская правда», Саратовская область).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 1 (телеканал «Сампо», Карелия).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 («Владимирская газета «Томикс», Владимир)

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 3 (портал Бабр, Иркутск; сайт «Общественное мнение», Саратов; сайт издания Компромат Урал, Екатеринбург).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 4 (видеокамера съемочной группы телеканала «Россия 24», Улан-Удэ; видеокамера съемочной группы телекомпании ОТВ, Владивосток; компьютер Романа Спиридонова, редактора продакшн-студии QaraDeniz production, Крым; видеокамера съемочной группы ГТРК «Ока», Рязань).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 20

ДЕКАБРЬ, 1
Олег Новоженин
Житель Сургута (Ханты-Мансийскоий автономный округ) Олег Новоженин осужден за публичную поддержку запрещенного на территории РФ движения «Правый сектор», а также «праворадикальных националистических и вооруженных формирований Украины – Misanthropicdivision и «добровольческого карательного батальона «Азов». Об этом сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу управления ФСБ по Тюменской области. В ходе оперативно – розыскных мероприятий его сотрудники обнаружили на странице «В контакте» экстремистские видеоролики и аудиофайл, «пропагандирующие идеологию расизма, насилия, сепаратистских и революционных настроений среди молодежи». Как случилось, что ее приверженцем стал молодой человек, живущий на Крайнем Севере, не сообщается. Известно, что в Сургуте среди его сверстников большой популярностью пользуется организация «Совесть», в которой, по сообщениям региональных СМИ, состоит более тысячи местных жителей. Время от времени на уральских сайтах, в частности URA.ru, появляется информация о нападениях членов организации на «лиц неславянской внешности», а около полутора лет назад в городе прошла массовая драка ее представителей с выходцами из Севернго Кавказа, начавшаяся у торгового центра и завершившаяся в трвмцентре, куда был доставлен пострадавший дагестанец. По неофициальным данным, травмы разной степени тяжести получили тогда 15 человек. По предположениям СМИ, эта драка была продолжением прошедшей пятью днями ранее – между полицейскими и кавказцами, в которой участвовали более 30 человек. И хотя «Совесть» не раз заявляла о том, что поддерживает политику российского президента, в последнее время власти Ханты-Мансийского округа относятся к ней более чем настороженно: в сентябре ей не позволили провести «митинг в поддержку Путина и Крыма», а 16 ноября 8 ее активистов были доставлены «людьми в штатском» в отдел полиции за несколько часов до за планированного флешмоба «против полицейского произвола». По версии источника URA.ru, дело в том, что «детище силовиков вышло из-под контроля». Оказался ли нечаянной жертвой его националистических идей Олег Новоженин, или пришел к ним самостоятельно, неизвестно. Сургутский городской суд признал его виновным по статье «возбуждение ненависти, вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам национальности» (ч.1 ст. 282 УК РФ) и приговорил к одному году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Осужденный был взят под стражу в зале суда. Впервые, по данным URA.ru, «россиянину назначен реальный срок за посты в соцсети».

ДЕКАБРЬ, 2
Газета «Карабашский рабочий»
Руководитель Карабашской городской больницы (Челябинская область) Нина Воронина подала иск в Карабашский городской суд о защите своей чести и достоинства. Истец требует признать сведения в газете «Карабашский рабочий» под заголовком «Дооптимизировались..» не соответствующими действительности, обязать газету опубликовать опровержение и взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 тысяч рублей. Руководитель медучреждения в этом материале редакции приводит свою точку зрения по поводу закрытия роддома в городе Карабаше: «Как врач-гинеколог я однозначно вижу благо в том, что в Карабаше закрыли роддом. Женщины должны рожать в хороших условиях, с квалифицированными врачами, оборудованием. У нас вообще большой износ всего оборудования, а на новое рассчитывать не приходится. Нужен круглосуточный пост дежурных, а у нас сейчас нет такой возможности», – отмечала она в комментарии. Спустя две недели на комментарий Ворониной в газете отреагировали местные депутаты. Причем весьма эмоционально, тема здравоохранения очень болезненно воспринимается в области. «Карабашский рабочий» им тоже предоставил место на своих страницах. 2 октября 2015 года в газете вышла колонка из точек зрения местных депутатов, которые раскритиковали позицию главного врача Карабашской городской больницы, не согласившись с оценкой итогов оптимизации местной системы здравоохранения. Один из депутатов так и сказал: «Мне непонятно, как наш врач-гинеколог может говорить о том, что карабашским роженицам лучше ехать рожать куда-то в другой город, где врачи лучше». Другой посоветовал главврачу сдать свой диплом, третий отметил: «сколько уже было случаев, когда карабашских пациентов не принимали в других больницах, или отправляли домой за подушкой или раскладушкой». И вот эти оценочные суждения обидели главврача и она обратилась в суд. А журналистам, процитировавшим разные точки зрения, теперь придется ходить на заседания.

ДЕКАБРЬ, 2
Съемочная группа телеканала «Россия 24»
Мэр Улан-Удэ Александр Голков участвовал в потасовке с журналистами федерального телеканала «Россия 24». Корреспонденты телеканала приехали в столицу Бурятии снимать сюжет о годовой премии мэра Улан-Удэ в размере двух зарплат, сообщают местные СМИ. Сделать им этого не дали. По данным местного издания infpol.ru, глава города отказался от каких-либо комментариев, а затем в фойе администрации завязалась потасовка, в ходе которой журналисту телеканала «Россия 24» Артему Колу разбили голову, а его оператору Владимиру Брагину сломали камеру. Как утверждают очевидцы, в потасовке были замечены сам мэр бурятской столицы, его заместитель Александр Иринчеев и один из сотрудников управления по информационной политике мэрии. В свою очередь, мэр обвинил журналистов в том, что они избили его микрофоном.

ДЕКАБРЬ, 2
«Фонтанка.ру»
Журналисты «Фонтанки.ру», остановленные вместе с координатором петербургских дальнобойщиков Олегом Крутских на посту ДПС в Головково, продолжили свой путь. Сотрудники ДПС отпустили их после проверки документов, рассказал Лениздат.Ру главный редактор интернет-газеты Александр Горшков. «Журналисты уже отпущены и едут дальше, – отметил Горшков. – Инцидент исчерпан». Ранее автомобиль «Ниссан Кашкай», в котором вместе с Крутских ехали двое сотрудников «Фонтанки.ру», остановили сотрудники ДПС. Затем, как сообщило само издание, у пассажиров проверили и сфотографировали паспорта и пресс-карты. Сотрудники ДПС заявили, что машина Крутских якобы находится в розыске, однако, как пишет «Фонтанка.ру», не смогли объяснить, на каких основаниях. Отметим, что машина направлялась в сторону поселка Кашира, где рассчитывала встретиться с главой Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александром Котовым. Протесты дальнобойщиков начались после введения системы «Платон». С 15 ноября грузовики максимальной массой свыше 12 тонн обязаны платить за проезд по федеральным трассам.

ДЕКАБРЬ, 2, 9, 10
Роман Спиридонов
Эльзара Ислямова
Лиля Буджурова
Крымский журналист Лиля Буджурова сообщила об очередном обыске, который проводят в Крыму у редактора продакшн-студии QaraDeniz production Романа Спиридонова. «Шоу продолжается. Сегодня утром гости пришли к Роману Спиридонову – редактору QaraDeniz production. Без автоматов. Ведут себя мирно, даже детей в садик отпустили», – написала Буджурова, сообщают Крым.Реалии. Обыск в доме Спиридонова в Симферополе и у его родителей связан с уголовным делом в отношении инициатора гражданской блокады Крыма, владельца телеканала ATR Ленура Ислямова. Вечером Спиридонова вызывают на допрос в ФСБ. Об этом в четверг, 10 декабря, рассказал крымский адвокат Джемиль Темишев. «Провели обыск, изъяли планшет, обыск провели у него дома и у его родителей. И самая пикантная ситуация – то, что у него в кухне на холодильнике нашли папку с распечатанной инструкцией, подробной, по изготовлению взрывного устройства. Роман утверждает, что это не его», - сообщил защитник. Сам Роман Спиридонов сообщил, что в настоящее время находится на рабочем месте, ему вернули телефон. «Во время обыска забрали только все цифровые носители. Сотрудники ФСБ вели себя вежливо и корректно. После обыска предложили поехать на допрос, в бывшее здание СБУ на бульваре Франко. Но, поскольку у моего адвоката сейчас идет судебное заседание, то мы попросили перенести процедуру. Теперь собираюсь на допрос, который состоится сегодня в 17:00», - передают «Крым.Реалии» слова журналиста. 9 декабря прошел обыск у бывшего гендиректора ATR Эльзары Ислямовой. Это был второй обыск в рамках уголовного дела в отношении инициатора гражданской блокады Крыма, владельца телеканала ATR Ленура Ислямова. 2 ноября обыск прошел и у бывшей замдиректора ATR Лили Буджуровой. После прекращения работы ATR на полуострове Буджурова и Ислямова создали независимую продакшн-студию QaraDeniz production.

ДЕКАБРЬ, 3
Максим Захаров
Участники нападения на главного редактора «Смоленской народной газеты» Максима Захарова (см. монитор за октябрь 2014 года, март, август 2015 года), ранее судимые Павел Орлов и Евгений Баженов, приговорены к исправительным работам и будут выплачивать потерпевшему компенсацию морального вреда. Заднепровский районный суд в качестве апелляционной инстанции рассмотревший материалы уголовного дела признал, что избиение происходило фактически по найму из корыстной заинтересованности подсудимых. Суд также пришел к выводу, что изначально между Баженовым и Орловым был достигнут предварительный сговор на причинение Захарову побоев. Смоленская прокуратура сочла излишне жестким наказание двум уголовникам, напавшим на главного редактора «Смоленской народной газеты». В ответ на апелляционную жалобу потерпевшего на решение мирового суда города Смоленска и.о. прокурора Заднепровского района М. Мещеряков занял сторону подсудимых, попросил Заднепровский районный суд исключить из описательно-мотивировочной части приговора отягчающее обстоятельство «совершение преступления группой лиц по предварительному сговору» и смягчить подсудимым наказание. Однако суд установил, что действия подсудимых не были спонтанными, к стремлению доказать обратное суд отнесся критически – как к попытке смягчить уголовную ответственность за содеянное. Стоит отметить, что одного из подсудимых ожидает третий судебный процесс по обвинению в преступлении, предусмотренном Уголовным кодексом. Так что на последние судебные заседания он доставлялся под конвоем. Между тем точка в уголовном деле еще не поставлена. Следственный комитет выделил поиск заказчиков преступления в отдельное расследование.

ДЕКАБРЬ, 3
Съемочная группа телевизионного агентства «Скрытая камера»
В ФЗГ поступило обращение учредителя телевизионного агентства «Скрытая камера» (Екатеринбург) Р. Карапетяна, в котором сообщается, что 22 ноября 2015 года в 15:00 съемочная группа этого агентства работала на территории Красной площади в Москве. Далее говорится: «Журналисты снимали документальный фильм о Меркульеве Федоре Владимировиче. Он приехал из Челябинска на чемпионат России по адаптивному скалолазанию. Федор – инвалид, потерял ногу и сейчас ходит на протезе. Федор первый раз был в Москве и решил посетить главную площадь страны. Журналисты снимали Федора, как он гуляет по Красной площади. Спустя 20 минут (в 15:20) к нам подошли сотрудницы полиции, одна из которых представилась – старший лейтенант Мороз (номер жетона № 018449), потребовали прекратить видеосъемку. Мы предъявили удостоверение члена Союза журналистов России, который подтверждает профессиональный статус журналиста и на основании закона РФ «О СМИ» дает нам право производить видеосъемку любым законным способом. Поскольку сотрудницы полиции не смогли сформулировать на каком основании съемка должны быть прекращена, мы отказались последовать их требованию. Затем к нам подошел сотрудник ФСО, не представившись, он потребовал прекратить видеосъемку, так как у нас нет специального разрешения на проведение видеосъемки. Так же он потребовал предоставить всю информацию о нашем готовящемся фильме (название фильма, содержание). Нам пришлось прекратить видеосъемку. В своих аргументах сотрудник ФСО ссылался на документ «Правила посещения Московского Кремля». Но пункт 10 данного документа не предусматривает запретов на работу журналистов на Красной площади и не предусматривает дополнительного согласования при съемке информационного репортажа. Мы не нарушали ни каких законов, производили съемку в общественном месте, в пешеходной зоне на Красной площади, ни каких табличек о том, что видеосъемка запрещена на этом месте, не установлено. В нашей работе мы не использовали штатив, съемка велась с плеча, без дополнительного светового и звукового оборудования. Мы считаем действия сотрудников полиции и сотрудника ФСО неправомерными, усматриваем в их действиях превышение должностных полномочий, нарушение статьи 29 Конституции РФ, нарушение статей 1, 3, 47 Федерального закона «О средствах массовой информации», статьи 144 Уголовного кодекса РФ. Просим дать правовую оценку действиям сотрудников полиции и сотрудника ФСО и помочь нам в разрешении подобных ситуаций в дальнейшем».

ДЕКАБРЬ, 3
«Открытая газета»
На протяжении двух последних лет краевая ставропольская газета «Открытая» беспрерывно публиковала журналистские расследования о многочисленных фактах обмана Ставропольским городским расчетным центром (СГРЦ) граждан, в качестве примера описывая истории стариков, из нищих пенсий которых расчетчики выгребали десятки тысяч рублей ложных долгов. И с огромными усилиями добилась того, что буквально все решения судов общей юрисдикции, рассматривавших дела жертв коммунального обмана, были вынесены в пользу граждан. Выиграла редакция и длившийся девять месяцев суд по иску к редакции главы СГРЦ Светланы Фоминой, пытавшейся разорить редакцию. Она требовала компенсацию за якобы посрамленные напрасно ее честь и достоинство. Но суд подтвердил в полном объеме правоту всех публикаций «Открытой». Реванш Фомина взяла с помощью арбитража - судей Александра Чурилова и Надежды Гладских, припаявших редакции «компенсацию» в копилку фирмы около полумиллиона рублей. Но разорить газету коммунальным стервятникам и их теневым крышевателям не удастся. Читатели объявили сбор средств для редакции. Вот цитаты с сайта газеты: «Для некоторых чиновников эта газета - как страшный сон!»; «Не будет газеты - тьма беззакония окончательно накроет край»; «Хорошо, что есть такая газета как «Открытая». И хорошо, что у «Открытой» есть такие принципиальные журналисты. Спасибо коллективу газеты за смелость»; «Вместе с вами, «Открытая», я не чувствую себя одиноким в борьбе с оборотнями в погонах - и не только с ними. Борьба со злом меня только закаляет. И каждая, пусть даже самая незначительная, победа меня вдохновляет на новые достижения. Удачи всем вам!»; «Если бы в крае не было «Открытой», то борьба с коррупцией в крае была бы сплошной фикцией. И вообще, нечего было бы и думать о наведении порядка в Ставропольском крае, где нам всем жить!». Редакция не противится сбору средств и заявляет, что отчитается перед читателями за каждую копейку.

ДЕКАБРЬ, 4
Съёмочная группа украинского телеканала СТБ
Съёмочную группу украинского телеканала СТБ, которая была на процессе Надежды Савченко, задержали на границе России и Украины. Об этом в своем Facebook написал журналист Радио Свобода Антон Наумлюк. «Восьмой час съемочную группу украинского телеканала СТБ не пропускают на погранпосту в Шебекено (Белгородская область). Возвращаются домой с процесса Савченко», - сообщил он. «На таможне заявили, что таможенники в Домодедово, видимо, неправильно оформили их въезд и не внесли в некую базу. Предлагают самостоятельно ехать в аэропорт и разбираться», - рассказал журналист. Через несколько часов инцидент с журналистами телеканала СТБ был исчерпан благодаря вмешательству украинского консула. Об этом сообщили в департаменте консульской службы МИД Украины. Журналистов пропустили на территорию Украины через другой пункт пропуска на границе.

ДЕКАБРЬ, 4
Вадим Штепа
Блогер Вадим Штепа провёл сутки в камере для административно задержанных. В начале ноября Петрозаводский городской суд уже наказывал В. Штепу за то, что тот на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» разместил запрещённую законом информацию. Тогда речь шла о «нацисткой свастике» и публикации визитной карточки лидера запрещённой в России праворадикальной украинской организации «Правый сектор». В. Штепу признали виновным в нарушении статьи 20.3 КоАП за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, оштрафовав на одну тысячу рублей. Последний свою вину признал, пообещав удалить запрещённый контент со своей страницы. А через месяц центр по противодействию экстремизму МВД Карелии опять отыскал на странице блогера в социальной сети, теперь уже в «Фейсбуке», «противоправную информацию». Теперь В. Штепа разместил на своей странице изображение вологодской скатерти XIX века, на которой были вытканы узоры в виде солярных знаков, похожие на свастику, но никакого отношения к ней не имеющие. Как, кстати, лишь внешнее сходство имела и его предыдущая публикация на странице «ВКонтакте», когда он обнародовал символ военно-воздушных сил Финляндии – хакаристи, схожий со свастикой германского Третьего рейха. Размещая материалы в «Фейсбуке», В. Штепа опубликовал заодно и фотографию чернокожего мальчика с таким же запрещённым в России символом, верно угадав своё будущее: «Наверное, меня за это посадят». После явно провокационной публикации его, действительно, доставили в суд, где и было вынесено решение об административном аресте на одни сутки. В судебном заседании В. Штепа опять говорил, что, публикуя символы, похожие на нацистские, не пропагандировал нацистскую идеологию, а его запись относительно возможного ареста имела ироничный характер. В. Штепа сообщил, что прежний запрещённый контент со своей страницы «ВКонтакте» он удалил (хотя полицейские утверждали обратное), а публикуя тексты и фотографии в «Фейсбуке», не знал, что американская социальная сеть тоже подпадает под российскую юрисдикцию. Отсидев сутки в камере, петрозаводский блогер улетел на семинар в Берлин, сообщив журналистам, что не знает, стоит ли ему возвращаться в Россию.

ДЕКАБРЬ, 5
Виктор Шендерович
В Санкт-Петербурге напали на журналиста и писателя Виктора Шендеровича. Это случилось в одном из баров. По словам Шендеровича, нападавший представился «патриотом России», прижал его к стене и угрожал. Когда сатирик позвонил в полицию, он получил ответ – «свободных нарядов нет». Полиция приехала через 1 час 20 минут, заявил писатель. Дело заведено не было.

ДЕКАБРЬ, 7
Телеканал «Дождь»
Сотрудники прокуратуры пришли с проверкой на телеканал «Дождь». Об этом в твиттере написала гендиректор канала Наталья Синдеева. «Сотрудники Останкинской межрайонной прокуратуры пришли с проверкой на телеканал «Дождь», – говорится в сообщении. Как отмечается, телеканал проверяют на соответствие деятельности СМИ законодательству о противодействии экстремизму, терроризму, а также трудового законодательства. В уведомлении о проведении проверки указывается, что она начата на основании обращения граждан. Ранее сообщалось, что главный редактор телеканала «Дождь» Михаил Зыгарь покинет свой пост. Отмечается, что руководство канала ищет ему замену.

ДЕКАБРЬ, 7
Институту региональной прессы
Верховный суд России отменил штраф в 400 тысяч рублей Институту региональной прессы за отказ признать себя «иностранным агентом». Об этом сообщил адвокат Иван Павлов. Защита намерена добиваться возврата выплаченной суммы. По словам Павлова, впервые суд такого уровня отменил решение о штрафе по делу о так называемых «иностранных агентах». Ранее, в декабре 2014 года, суд признал Институт региональной прессы виновным в ведении политической деятельности без регистрации в качестве иностранного агента и наложил штраф в 400 тысяч рублей (см. монитор за декабрь 2014 год). Уплаченный штраф организации должны вернуть, отметил Павлов. С 2012 года в России действует закон, который обязывает некоммерческие организации регистрироваться в реестре «иностранных агентов», если организация получает финансовую помощь из-за рубежа и занимается политической деятельностью.

ДЕКАБРЬ, 7
Съемочная группа телекомпании ОТВ
Во Владивостоке коммунисты собрались разобрать поведение своего председателя. Неделю назад Владимир Гришуков в нетрезвом состоянии спровоцировал ДТП и скрылся с места происшествия, размахивая красной корочкой коммуниста. Съемочная группа телекомпании ОТВ приехала на собрание, но без всяких объяснений члены КПРФ напали на журналистов. Приморские коммунисты разбирают на собрании своего же председателя. Владимир Гришуков пьяный сел за руль и врезался в автомобиль. Съемочная группа ОТВ решила присутствовать на собрании партии. Но стоило журналистам войти, объектив камеры собой закрыла женщина. По закону, журналисты могут присутствовать на таких заседаниях. Но коммунисты начали силой выталкивать съемочную группу из зала. Пытались разбить камеру и повредили ее. Новостная редакция подготовила обращение в прокуратуру Владивостока. Опираясь на закон о СМИ, мы хотим защитить наше право получать и распространять информацию. И отстоять честь нашей съемочной группы. За ущемление свободы прессы и рукоприкладство буква закона предусматривает ответственность.

ДЕКАБРЬ, 8
Александр Сотнику
В квартиру к независимому журналисту Александру Сотнику приходила полиция. Как рассказал сам Сотник, правоохранители пришли в его квартиру, однако жена их не пустила. Одновременно журналисту звонили из Следственного комитета России, но он не стал отвечать на звонок. Сотник предполагает, что вызов по делу националиста Демушкина может быть предлогом, а на самом деле его самого могут за какие-то тексты и сюжеты привлечь по статье о возбуждении ненависти (ст. 282 УК РФ), передает «ОВД-Инфо».

ДЕКАБРЬ, 8
Александр Соколов
Защита журналиста РБК Александра Соколова обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с жалобой на незаконный арест и преследование журналиста, связанное с его профессиональной деятельностью (см. монитор за июль-сентябрь 2015 года). Отмечается, что арестованный корреспондент РБК Александр Соколов пожаловался в Страсбургский суд в связи с нарушением двух статей Европейской конвенции о защите прав человека. Как сообщил юрист правозащитной организации «Агора» Дамир Гайнутдинов, подготовивший текст обращения, документ был направлен в ЕСПЧ по почте 8 декабря. Предполагается, что жалоба будет зарегистрирована судом в течение двух месяцев, а в течение года она будет коммуницирована. В частности, в документе сообщается о нарушении 5-й статьи Конвенции (право на свободу и личную неприкосновенность). По словам юриста, журналисту была незаконно избрана мера пресечения в виде ареста: защита считает такую меру не соответствующей характеру содеянного. Впоследствии арест незаконно продлевался, а Мосгорсуд затягивал рассмотрение соответствующих жалоб адвокатов. Помимо этого, защита заявляет, что также была нарушена 10-я статья Конвенции (свобода выражения мнения). «Уголовное преследование Соколова в принципе и избрание в отношении него исключительной меры пресечения в виде ареста обусловлены его журналистской деятельностью, то есть это месть за его антикоррупционные расследования», - цитирует РБК юриста. Отмечается, что если ЕСПЧ удовлетворит жалобу Александра Соколова, то он сможет рассчитывать на материальную компенсацию. Напомним, в сентябре были предъявлены официальные обвинения по делу об организации экстремистского сообщества, фигурантами которого стали бывшие члены запрещенной «Армии воли народа», в том числе журналист РБК Александр Соколов. Журналисту вменяется тяжкое обвинение - в организации деятельности сообщества. При этом одним из ключевых доказательств по делу могут стать итоги экспертизы самиздатовской газеты «Слово и дело», в которой обвиняемые якобы призывали к изменению конституционного строя.

ДЕКАБРЬ, 8
Интернет-газета «Времечко»
Телерадиокомпания «Урал-Информ ТВ»
Депутат Законодательного собрания Пермского края Дмитрий Скриванов обратился в полицию с требованием привлечь к уголовной ответственности журналистов интернет-газеты «Времечко». Он разглядел клевету в заметке «Дмитрий Скриванов наконец-то «пристроился» к делу». О том, как этот единоросс преследует журналистов за критику, ФЗГ рассказывал (см. монитор за ноябрь 2015 года). Депутат Д. Скриванов вчинил иск телерадиокомпании «Урал-Информ ТВ», потребовал опровержение и компенсацию морального вреда в 100 тыс. рублей за распространенный 8 июня сюжет «Политический неудачник». А 8 декабря в Мотовилихинском районном суде Перми началось рассмотрение его очередного иска к телерадиокомпании «Урал-Информ ТВ». Истец просит опровержение и компенсацию морального вреда в 100 тыс. рублей за публикацию 17 июня на сайте аудиовизуального материала и текста «РБК считает Дмитрия Скриванова имитатором бурной деятельности». Местный парламентарий опять недоволен освещением своей деятельности в федеральном Фонде развития моногородов (ФРМ), который возглавлял в Москве несколько месяцев. Среди шести фраз, за которые он намерен покарать журналистов, есть и такая: «С деятельностью на руководящих постах Дмитрию Станиславовичу патологически не везет. Зато успешно получается заниматься саморекламой. Вот и официальный сайт фонда развития моногородов «пестрит» достижениями господина Скриванова. В заслугу он ставит себе увеличенный штат организации с 9-ти до пятидесяти человек. Складывается впечатление, что Дмитрий Станиславович работал гендиректором вовсе не в фонде по развитию моногородов, а в агентстве по подбору персонала».

Словосочетание «складывается впечатление» свидетельствует о выражении мнения, оценочного суждения. Однако в иске оно названо информацией, сведениями. По обоим гражданским делам назначена лингвистическая экспертиза. На сайте Мотовилихинского районного суда Перми обозначена дата предварительного слушания третьего иска от Д. Скриванова к тому же ответчику - 29 декабря. Замдиректора по правовым вопросам ООО «Медиа-группа «Урал-Информ» Дмитрий Кажин сообщил ФЗГ, что этот иск еще не получил и не знаком с новыми требованиями. Зато юристу Д. Кажину стало известно заявление Д. Скриванова о клевете. Признаки криминала местный депутат усмотрел в заметке «Дмитрий Скриванов наконец-то «пристроился» к делу». Она опубликована 27 июля на сайте интернет-газеты «Времечко», входящей в медиахолдинг «Урал-Информ». Среди прочего там цитируется письмо жителей города Чусового, направленное в заксобрание Пермского края, администрацию президента РФ, другие инстанции с просьбой помочь этому моногороду. Полиция начала проверку.

ДЕКАБРЬ, 8
Все СМИ
Воронежская Гильдия аналитических журналистов выступила с заявлением в связи с участившимися случаями давления на турецких студентов, обучающихся в вузах России. «В СМИ появилась информация о притеснении в некоторых регионах турецких студентов, – говорится в тексте заявления, размещенном на сайте гильдии. – Думается, молодежь, не причастная к политическому курсу своей страны, не должна отвечать за проступки политиков». Авторы считают, что «будет правильным, если наши журналисты продолжат вести эту тему, отслеживая конфликтные ситуации и давая им огласку; если они поддержат в том числе идею общероссийского мониторинга соблюдения прав студентов из Турции». Гильдия аналитических журналистов – воронежская общественная организация, в которую входят представители местных СМИ. Цель гильдии заявлена как способствование развитию профессиональной аналитической журналистики в регионе.

ДЕКАБРЬ, 9
Газета «Красный город»
Иск на 100 тысяч к редакции еженедельника «Красный город» подал бывший мэр Йошкар-Олы Павел Плотников, находящийся под стражей и обвиняемый в получении взятки в особо крупном размере. Бывшему чиновнику не понравилась статья издания «Золотая теща», в которой, кроме подозрений в коррупции, была опубликована фотография Павла Плотникова. На снимке он изображал свой труп. Фотография была сделана правоохранительными органами во время оперативного эксперимента. Градоначальника Йошкар-Олы тогда связали скотчем, имитировали кровь, ранения. Судя по иску, распространенному изданием, у Павла Плотникова нет претензий к тексту статьи, в котором он похож на коррупционера, нравственные страдания ему принес лишь снимок, на котором он похож на труп. Так как вся претензия истца заключается в том, что этот снимок опубликован без его разрешения. Заседание в Йошкар-Олинском городском суде по иску назначено на 21 декабря 2015 года. Вместе с компенсацией морального вреда в сумме 100 тысяч рублей Плотников требовал изъять и уничтожить тираж газеты «Красный город» от 5 ноября 2015 года, удалить из сети Интернет и прекратить использование этого снимка. Однако суд полностью отказал в иске Павлу Плотникову.

ДЕКАБРЬ , 9
Все СМИ
В префектуру Северного административного округа Москвы не пустили трех журналистов, намеревавшихся осветить заседание, посвященного парку «Дружба», вокруг которого существует конфликт чиновников и жителей из-за застройки, сообщили на горячую линию ОВД-Инфо. Журналисты вызвали полицию, дабы пожаловаться на воспрепятствование их деятельности.

ДЕКАБРЬ, 9
Валерий Перевозчиков
Расправа обещана журналистам и жителям Хостинского района Сочи (Краснодарский край), которые выступают против самовольного строительства дома в микрорайоне Малый Ахун. Как сообщают «Сочинские новости», жители микрорайона Малый Ахун добивались этого решения целый год, с тех пор как в ноябре 2014-го на участке начали рыть огромный котлован, в который рухнул гараж и сползло полдороги. Генеральный директор ООО «Стройсистема-2000» Размик Ахецхецян написал заявление в полицию, обвинив в краже сочинскую активистку Ирину Лавринович, и пообещал «поломать голову» журналисту интернет-газеты «Сочинские новости» Валерию Перевозчикову, который обратился к нему за комментарием.

ДЕКАБРЬ, 10
Газета «Народный контроль РФ»
«Народная газета Северского района»
В ОНФ обратились главные редакторы газет «Народный контроль РФ» (Московская область) и «Народная газета Северского района» (Краснодарский край) с жалобой на то, что чиновники не отвечают на их запросы о предоставлении информации. Редакция подмосковной газеты «Народный контроль РФ» не получила ответ на два своих запроса главе Чеховского района Московской области, отправленных в октябре этого года. Запросы были сделаны в процессе подготовки материала о выселении жильцов и сносе одного из домов в Чехове. Как сообщил главный редактор издания Александр Слободин, поводом для обращения стало долгое противостояние администрации Чеховского муниципального района и жильцов дома №26 по ул. Летняя, завершившееся судебным решением о признании здания самовольной постройкой и его сносе. В первом запросе журналисты поинтересовались, на основании каких документов выдавалось разрешение на строительство по указанному адресу; какое решение принято главой Чеховского района по ситуации со сносом жилого дома и выселением и дальнейшие действия по разрешению данной проблемы; кто несет ответственность за эту ситуацию. Спустя несколько дней в редакцию пришел ответ, но не от главы администрации города, а от начальника отдела организационно-правовой работы аппарата Совета депутатов Чеховского муниципального района. В нем говорилось, что запрашиваемую информацию журналистам не предоставят, поскольку главный редактор издания не продемонстрировал свидетельство о госрегистрации СМИ. Ответ от главы Чеховского района до сих пор не получен. Второй запрос, который журналисты направили для того, чтобы получить необходимую им информацию о легитимности продажи земельного участка, на котором находится спорный дом, также был оставлен чиновником без ответа. Еще одно обращение в Центр правовой поддержки журналистов ОНФ поступило от главреда издания «Народная газета Северского района» (Краснодарский край) Александра Харченко. Он сообщил, что органы опеки и попечительства не предоставили ему информацию, необходимую для подготовки журналистской публикации о судьбе гражданки, признанной судом недееспособной.

ДЕКАБРЬ, 11
Интернет
Генеральная прокуратура России предлагает блокировать сайты за экстремистское содержание без экспертизы. Об этом говорится в документе, опубликованном на сайте нормативных правовых актов. Согласно тексту предложения, блокировка без привлечения экспертов может применяться к сайтам с явными признаками экстремисткой направленности или к ресурсам, которые могут «иметь широкий общественный резонанс». Временная инструкция о подобных решениях действует с декабря, но уже хорошо отработана и может быть введена на постоянной основе.

ДЕКАБРЬ, 10
Александр Грасс
Ассоциация перевозчиков Николая Артемьева заплатит журналисту Грассу. Неожиданно завершился процесс в Советском районном суде Омска, куда за защитой своих «чести, достоинства и деловой репутации» обратилась Ассоциация перевозчиков Западной Сибири (ранее «ОмскАвтодор»). Судья Валерий Цветков отказал юрлицу в удовлетворении исковых требований к журналисту Александру Грассу в полном объеме (от претензий к сайту БК55 Ассоциация отказалась еще на стадии судебного следствия). Первоначально истец (до августа 2015 года именуемый как Некоммерческое партнерство «Омский транспортный союз «ОмскАвтодор») требовал от сетевых изданий БК55 и «Омский правовой портал» опровержения целой серии публикаций, освещающих нравы и проблемы местных частных пассажирских перевозок, а также возмещения судебных расходов, понесенных на лингвистическую экспертизу текстов и на оплату представительских услуг юриста (см. монитор за ноябрь 2015 года). Ответчик Александр Грасс, автор и учредитель СМИ в одном лице, исковые требования не признал в полном объеме. Более того, он пообещал в ходе судебных заседаний представить Фемиде доказательства достоверности всех изложенных в его статьях сведений, суждений и оценок. Судья Валерий Цветков в удовлетворении исковых требований Ассоциации перевозчиков Западной Сибири к журналисту Грассу отказал в полном объеме. К тому же нашел обоснованным требование ответчика о взыскании с оппонента судебных расходов, понесенных им по данному судопроизводству. Судя по всему, истец будет оспаривать решение суда первой инстанции. Ведь тема пассажирских перевозок в Омске с каждым днем только усиливает свое социальное и общественное звучание. Увы, без улучшений.

ДЕКАБРЬ, 11
Владимир Кара-Мурза
Независимый журналист Владимир Кара-Мурза младший подал заявление об умышленном отравлении в Следственный комитет. Он не сомневается, что это была попытка убийства, связанная с его общественной и политической деятельностью. Об этом журналист сообщил Радио Свобода. В заявлении содержится требование возбудить уголовное дело по статье о покушении на убийство по мотивам политической и идеологической ненависти. К нему приложены результаты анализов, проведенных зарубежным клиническим центром и показавших аномальное превышение ряда элементов в организме. Журналист, политик и общественный деятель Владимир Кара-Мурза младший был госпитализирован 26 мая с острой почечной недостаточностью. Врачи связывали это с возможностью медикаментозного отравления из-за несовместимости принимаемых им лекарств. Отец журналиста Владимир Кара-Мурза старший допускал, что это могло быть отравление. Кара-Мурза-младший недавно вернулся в Москву после реабилитации в США. Он отправился в Следственный комитет подавать заявление по ст. 105 УК («Покушение на убийство») с применением ст. 30 («Покушение на преступление») УК РФ. «Пока всех подробностей разглашать не буду, пусть разбирается следствие. Я с самого начала не сомневался, что, когда у меня в 33 года один за другим отключаются органы, это вряд ли можно списать на лекарства. Полагаю, что это умышленное отравление, связанное с моей общественно-политической деятельностью. Мы требуем от следствия выяснить подробности согласно закону», - сообщил Кара-Мурза-младший «Газете.Ru». Его адвокат Вадим Прохоров говорит о выявлении в крови клиента «аномального превышения как минимум четырех элементов». Кара-Мурза оговаривается, что эта информация была известна еще летом после майского отравления. «Как и с чем это связано - отдельный разговор, но превышение элементов выявлено, - поясняет Прохоров. - Мы просим Следственный комитет разобраться в этой ситуации, ведь для Владимира совершенно очевидно, что это не «отравление чебуреком» или лекарствами, например, от аллергии, которые и так давно принимаются. У него отказали легкие, почки, а отравление произошло в период после убийства Бориса Немцова и обострения вокруг «списка Магнитского». Все это позволяет нам требовать расследования». На вопрос «Газеты.Ru», кто мог отравить политика, оба, и Кара-Мурза, и Прохоров, предполагают, что это спецслужбы. Кара-Мурза был экстренно доставлен в Первую градскую больницу 26 мая с острой почечной недостаточностью, вызванной интоксикацией. Отравление вызвало гипоксию (недостаток кислорода) мозга, у Кара-Мурзы стали отключаться органы. После обследования в крови не обнаружили наркотических средств и алкоголя, однако химанализ показал присутствие антидепрессанта – циталопрама. 28 мая больной был признан нетранспортабельным и подключен к аппаратам искусственной вентиляции легких и искусственной почки. На следующий день в больнице прошел консилиум с участием израильских медиков, и семья отказалась от планов лечения за рубежом. Пациента ввели в кому, а результаты анализов отправили в Европу для консультаций со специалистами. 2 июня Кара-Мурза вышел из комы, заговорил и стал реагировать на родных - с этого времени он пошел на поправку, а позже отправился на реабилитацию в США. Сразу после госпитализации появились версии, что Кара-Мурзу-младшего могли отравить из-за его политической деятельности по аналогии с отравлением полонием бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко.

ДЕКАБРЬ, 11
СМИ Омской области
Парадоксальное заявление сделал на конференции областного отделения «Всероссийского совета местного самоуправления» (ВСМС) заместитель губернатора Омской области Владимир Компанейщиков. Его обращение к участникам мероприятия (большинство из них – сельские главы и депутаты) процитировал сайт еженедельника «Бизнес-курс», дословно: «Мы должны слышать друг друга, общаться открыто, без прессы. Я сделаю все возможное, чтобы наше взаимодействие развивалось секретно». При этом вице-губернатор ни словом, ни намеком не дал понять, что сказанное может быть шуткой, пусть в нынешних российских реалиях и не очень смешной. По крайней мере, присутствовавшие на конференции журналисты шутливого тона не уловили. По всей вероятности, г-н Компанейщиков всерьез намерен перевести общение облправительства с местным самоуправлением в режим секретности, тем самым изменив смысл существования этого уровня власти, остававшийся неизменным более 2 тысяч лет (зародилось местное самоуправление в Риме в 1- 3 веке до нашей эры, а спустя примерно тысячелетие появилось в Древней Руси). На сайте ВСМС цель создания этой организации сформулирована так: «Развитие МСУ как общественного института, оказывающего определяющее влияние на формирование гражданского общества в Российской Федерации, и как института системы публичной власти, максимально приближенного к населению». Слова, сказанные на конференции Владимиром Компанейщиковым, диаметрально расходятся с этой целью. Известно, что ранее он работал в управлении ФСБ. История спецслужб в нашей стране тоже насчитывает немало столетий, и цели и задачи их изначально существенно от местного самоуправления отличаются: тотальная секретность в их деятельности, возможно, иногда и уместна. Однако и ФСБ, и местное самоуправление, и областная власть, где трудится г-н Компанейщиков в последнее время, содержатся за счет населения, и по идее, и по Конституции обязаны служить только ему. Что могут слуги народа скрывать от своего работодателя при обсуждении тем, жизненно важных для него, непонятно. Когда власть превращается в корпорацию, закрытую для «простых людей», спонсирующих ее изо дня в день, то для нее обычно это ничего хорошего не предвещает, чему в истории немало примеров. Не стоило бы вице-губернатору повторять ошибки своих предшественников.

ДЕКАБРЬ, 11
Съемочная группа ГТРК «Ока»
В Рязани было совершено нападение на корреспондентов ГТРК «Ока». Об этом сообщается на официальном сайте телерадиокомпании. Корреспонденты телеканала приехали в одну из квартир дома №51 корпус 2 по улице Новоселов. Жильцы жаловались на то, что их третий день заливает вода. «На кухне пришлось снять подвесные потолки и подставлять кастрюльки. Люди не смогли найти телефон председателя ТСЖ, а сантехник отказался перекрывать воду. Соседи сверху же, по словам страдающих от влаги супругов Коньшиных, уверяли, что у них все сухо». Журналисты решили поговорить с соседями сверху. Однако соседи были настроены крайне агрессивно. Они повредили камеру, осыпали журналистов бранными словами: «Кто ты есть такой вообще? На каком основании ты меня снимаешь, бумажку покажи…Сейчас я его успокою…Тебе камеру раздолбать?». Юрист ГТРК «Ока» Екатерина Кожаева заявляет, что телекомпания не оставит без внимания данное происшествие.

ДЕКАБРЬ, 11
СМИ Ростовской области
В Ростовском областном суде рассмотрение апелляции по поводу ареста московского бизнесмена, одного из акционеров АО «Энергия» Александра Хуруджи началось с ходатайства прокурора Никитиной о слушании дела в закрытом заседании. Сам подследственный и его защита заявили, что обвинение пытается таким образом избежать огласки в СМИ многочисленных процессуальных нарушений в ходе ареста. Александр Хуруджи был задержан в аэропорту Ростова в ночь со 2 на 3 декабря, его обвинили в том, что он не явился давать показания в рамках разбирательства между ОАО «МРСК Юга» и АО «Энергией». При этом Александр Хуруджи не является должностным лицом в компании, он один из акционеров этой организации. Некоторое время назад «Энергия» выиграла в судах дела по искам о взыскании с «МРСК Юга» около 500 млн. рублей. Спор хозяйствующих субъектов закончился арестом бизнесмена, который также возглавляет Агентство стратегических инициатив (АСИ) в Южном федеральном округе. Судья Кузнецов удовлетворил ходатайство прокурора: прессу из зала удалили. Судья мотивировал своё решение тем, что судебное следствие ещё не закончено и во время заседания могут быть оглашены документы, составляющие охраняемую законом тайну, в том числе и тайну следствия. Журналистам разрешили зайти в зал во время оглашения судебного решения: областной суд оставил в силе решение Ленинского районного суда.

ДЕКАБРЬ, 14
Вадим Штепа
Заявление Союза журналистов Карелии. Главе Республики Карелия А. П. Худилайнену, министру МВД по РК В. П. Кукушкину, руководителю ФСБ по Карелии А. А. Серышеву, прокурору Карелии К. К. Габриеляну, руководителю Следственного комитета РФ по РК Ю. М. Бабойдо, председателю Верховного суда РК А. В. Наквасу, председателю Петрозаводского городского суда А. Н. Судакову, руководителю Роскомнадзора РК Д. Ю. Артюхину. 4 декабря в Карелии был арестован журналист, член Союза журналистов России, блогер Вадим Штепа. Официальная причина ареста – демонстрирование нацистской символики на личных страницах в социальных сетях. Под нацисткой символикой Центр по противодействию экстремизму МВД Карелии, а впоследствии суд, усмотрели ряд изображений. Например, изображение вологодской скатерти XIX века с символом солнца, напоминающим нацистскую символику, фотографию чернокожего юноши с такой же символикой, фото визитки лидера одной из запрещенных в России организаций, а также снимка, где журналист стоит на фоне танка в одном из городов Финляндии. На танке символика, похожая на нацистскую. Никаких призывов, лозунгов и экстремистских комментариев ни в одном случае не было. Несмотря на это, 4 декабря Вадим Штепа был задержан. Судья Наталья Тарабрина приняла решение арестовать на сутки не представляющего, с нашей точки зрения, никакой опасности для общества журналиста. Союз журналистов Карелии выражает глубокое возмущение фактом ареста нашего коллеги Вадима Штепы. Предупреждение, штраф – вот максимальное, по нашему мнению, наказание за такого рода правонарушение, если оно действительно доказано. Союз журналистов Карелии против пропаганды нацизма. В то же время мы полагаем, что в ситуации с Вадимом Штепой не доказан сам факт нарушения, что данные изображения демонстрируют нацистскую символику. Старинная вологодская скатерть и финский танк, около которого фотографируются тысячи туристов со всего мира – весьма неубедительная, по нашему мнению, демонстрация нацистской символики. Кроме того, согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности», понятие экстремизма раскрывается как «пропаганда и публичное демонстрирование нацисткой атрибутики». Иными словами, демонстрирование без пропаганды, как в случае с нашим коллегой, экстремизмом не является. Мы полагаем, что арест Вадима Штепы – это не борьба с пропагандой запрещенных символов, а акт запугивания неугодного власти журналиста, который смело критиковал власть, не нарушая при этом законы России. Это акт запугивания не только журналиста Штепы, но и тех журналистов Карелии, которые позволяют себе критику власти, которые с иронией, а чаще с горечью, относятся к происходящим событиям. Карелия, по нашему мнению, регион, где еще осталась настоящая журналистика, где пока еще можно публично высказывать свою позицию, не нарушая при этом российские законы. Подчеркиваем, что журналисты Карелии знают законы России и всегда стремятся их соблюдать, какими бы абсурдными они иногда нам не казались. Однако мы уверены, что арестовывать человека за картинки в соцсетях, ироничные, лишенные призывов к свержению власти – это уже даже не попытки ввести цензуру, это уже похоже на репрессии в отношении журналиста. Арест Вадима Штепы – очередной сигнал от тех представителей государства, которые старательно ищут так называемую «пятую колонну» среди обычных здравомыслящих журналистов. При этом нередко открыто и необоснованно обвиняют их в получении денег Запада, в связи с иностранными спецслужбами. Мы, журналисты Карелии, не работаем на спецслужбы Запада, мы работаем на жителей Карелии. Мы общаемся с людьми, видим то, что происходит вокруг нас, рассказываем об этом. Мы не питаем иллюзий по поводу происходящего, не выдаем желаемое за действительное, не называем себя на каждом углу патриотами. Наш патриотизм в том, что мы считаем своим долгом рассказывать людям правду, обращать внимание власти на проблемы, а не закрывать глаза в стремлении не видеть то, что действительно тревожит людей. Мы следуем закону «О СМИ», который дает нам право делать это: искать, запрашивать, получать и распространять информацию. Наш патриотизм в желании жить мирно, без войн, решать внутренние проблемы, открыто говорить о них, а не замалчивать. Наш патриотизм в том, что мы хотим соблюдения наших конституционных прав, прав, которые нам дают законы России. Мы считаем, что арест Вадима Штепы – это угроза и сигнал всему журналистскому сообществу. Это сигнал, что дальше может быть еще хуже, что свободная журналистика, свободное высказывание мнений умрут и в Карелии. Мы уверены, что если сейчас мы промолчим, арест Вадима Штепы не будет последним. Поэтому мы посылаем ответный сигнал тем, кто видит в нашей критике, в наших попытках найти ответы на важные для граждан вопросы, угрозу России. Мы не будем молчать, потому что мы хотим жить в свободной стране, которая уважает своих граждан и свои законы. Мы хотим следовать Конституции России, в которой черным по белому написано: 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

ДЕКАБРЬ, 14
Телеканал ARD
Хайо Зеппельт
Басманный суд Москвы признал не соответствующими действительности сведения, изложенные в документальном фильме немецкого телеканала ARD о допинге в российском спорте, передает «Интерфакс». Таким образом был удовлетворен иск о защите деловой репутации Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) к супругам Степановым, режиссеру Хансу-Йоахиму Зеппельту и телеканалу ARD (см. монитор за февраль, сентябрь, ноябрь 2015 года). В свою очередь, представитель ответчиков заявила, что истцами не был доказан порочащий характер сведений, изложенных в фильме, так как речь идет о конкретных спортсменах, функционерах и тренерах, а не о ВФЛА. «Данные фразы никак не могут являться для лица порочащими, хотя бы даже на том основании, что истец никак не указывается, и не указывается ни на какие его действия», – сказала представитель ответчика. Документальный фильм телеканала немецкого телеканала ARD вышел в эфир в декабре 2014 года. Его создатели обвинили российских легкоатлетов в систематическом употреблении допинга. Свои выводы они основывали на показаниях экс-сотрудника РУСАДА (Независимая Национальная антидопинговая организация) Виталия Степанова и его супруги, бегуньи Юлии, у которой в январе 2015 года истек срок двухлетней дисквалификации за нарушение антидопинговых правил. На фоне скандала Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) приостановила членство российской федерации легкой атлетики. Во Всемирном антидопинговом агентстве (WADA) заявляли, что российские спортсмены не смогут принять участие в Олимпиаде-2016, если Россия не изменит антидопинговый подход.

ДЕКАБРЬ, 14
Интернет-издание «Что происходит»
Пресненский суд Москвы взыскал 100 тысяч рублей в пользу нападающего «Зенита» Александра Кержакова по иску о защите чести и достоинства, информирует «Р-Спорт» со ссылкой на адвоката футболиста Сергея Жорина. Поводом для обращения в суд послужила публикация в интернет-издании «Что происходит» от 28 января 2014 года, в которой утверждалось, что форвард якобы избивал свою бывшую гражданскую жену Екатерину Сафронову. Судья частично удовлетворил иск спортсмена. Сам Кержаков требовал взыскать с нарушителей 1,5 миллиона рублей. Напомним, что нападающий разошелся с Сафроновой и обратился в суд, чтобы лишить ее права участвовать в воспитании сына из-за наркотической зависимости. Этот иск футболиста также был удовлетворен.

ДЕКАБРЬ, 14
Телеканал «Россия 24»
Никита Михалков
, который снимает для «России 24» авторскую программу «Бесогон ТВ», опубликовал видеообращение, в котором заявил, что госхолдинг запретил к показу 38-й выпуск передачи. Он посвящен проблеме ответственности журналистов за свои заявления в СМИ и в соцсетях. Разговор на эту тему Никита Михалков начал с обсуждения инцидента со спортивным комментатором канала «Матч ТВ» Алексеем Андроновым, произошедшего в ноябре. Журналист разместил в своем Twitter пост, в котором нелицеприятно высказался о «любителях русского мира» и Новороссии. Несколько депутатов и коллег по цеху тогда обратились в СКР и ФСБ с требованием проверить высказывания Андронова на экстремизм. В результате журналист принес извинения в соцсетях всем, кого мог обидеть и задеть. Режиссер подверг критике как самого журналиста, так и руководство канала, а также привел и другие примеры оскорбительных, на его взгляд, высказываний представителей СМИ. В частности, он припомнил, как журналист Матвей Ганапольский нецензурно выразился в адрес дозвонившегося в эфир украинской радиостанции «Вести» слушателя за то, что тот положительно высказался о Владимире Путине. Очередной выпуск «Бесогон ТВ» должен был выйти в эфир 12 декабря, но не вышел.

ДЕКАБРЬ, 15
Газета «Семилукская жизнь»
В Арбитражном суде Воронежской области началось рассмотрение не часто встречающегося иска: издатель газеты выступает в качестве истца, а не ответчика. ООО «Информационная компания «Вестник», выпускающая районную газету «Семилукский вестник», требует опровержения от главы муниципального района. В августе 2014 года в издании «Семилукская жизнь» (входит в государственный областной медиахолдинг «РИА Воронеж») были опубликованы слова главы района Ирины Кокоревой: «Газета «Семилукский вестник» была создана бывшим мэром Семилук Марковым, долгое время им финансировалась. После того, как Марков был арестован, «Вестник» активно искал новых спонсоров. В итоге последние 2-3 месяца стал сотрудничать с местными неофашистами. Один из членов этой группировки был оштрафован судом за свастики на стенах города»; «основной спонсор «Вестника» экс-мэр Марков»; «еще в июле в соответствии с законом о СМИ учредитель «Семилукского вестника» Издательский дом «Семилуки» принял решение о закрытии этой газеты...». Компания-истец заявляет, что распространенная в цитатах главы района информация недостоверна и порочит ее деловую репутацию. Издатель «Семилукского вестника» утверждает, что связь компании с бывшим мэром Семилук, осужденным за покушение на мошенничество в 2014 году, – вымысел. Точно так же истец опровергает связь с неофашистами и решение о закрытии издания. «Вестник» утверждает, что распространенные порочащие сведения стали причиной падения тиража издания и уменьшения интереса со стороны рекламодателей. Компания требует от ответчика компенсации репутационного вреда в размере 40 тыс. рублей и публикации опровержения.

ДЕКАБРЬ, 15
Сергей Вилков
В Саратове сотрудники полиции задержали журналиста газеты «Общественное мнение» Сергея Вилкова, подозреваемого в хранении оружия, чтобы принудительно доставить его на допрос. По данным издания, журналист был задержан около 18:00 у своего дома, откуда его в отсутствие адвоката доставили в городское УМВД на допрос, потребовав отключить телефон. Ранее пять сотрудников полиции пришли в редакцию «Общественного мнения» и, не застав там Вилкова, оставались в офисе в течение нескольких часов. По словам Вилкова, следователь Татьяна Павлова договорилась с его адвокатом, что допрос состоится в четверг, 17 декабря, однако утром 15 декабря он случайно узнал, что на него выписан привод. Журналист предположил, что досрочный допрос без повестки организован намеренно, чтобы провести его без адвоката.

ДЕКАБРЬ, 16
СМИ Уфы
В Уфе должен был пройти круглый стол на тему «Сохранение экосистемы памятника природы «Шихан Торатау». Организатором мероприятия выступила Общественная палата Республики Башкортостан. На круглый стол были приглашены представители «Башкирской содовой», эксперты, общественники и журналисты. Сегодня же днём организаторы внезапно отменили мероприятие. За два часа до начала на сайте появилось объявление о переносе круглого стола на неопределённый срок. Судя по всему, решение было неожиданным даже для собственной пресс-службы, из-за чего та не успела оповестить об этом всех приглашённых журналистов. «Вместо кругло стола состоится рабочее совещание экспертной группы в закрытом режиме», – гласит текст на сайте ОП РБ.

ДЕКАБРЬ, 16
Газета «Вечерняя Казань»
В ФЗГ обратились журналисты газеты «Вечерняя Казань», которым запретили присутствовать на «деловых понедельниках» в казанской мэрии. Аккредитация на эти мероприятия не предусмотрена, сообщили коллеги, но это не помешало руководителю пресс-службы мэрии Сергею Лобову в присутствии представителей других СМИ без объяснений, буквально вытолкать журналиста с заседания: «Так и сообщите руководству своей газеты, что я вас выгнал!». Заявляя о том, что «Казань - это третья культурная столица России», что она давно уже живет по европейским меркам, на деле городские власти ведут себя как средневековые феодалы. Прекрасно понимая, что приказ клерка «не пущать «Вечернюю Казань» ограничивает право граждан на получение информации через самую тиражную газету в городе, они плюют на законы. Недавно жителей столицы Татарстана возмутила вырубка деревьев в старинном парке рядом с университетом. С благословения городских властей, здесь планировали устроить очередную парковку для избранных. Естественно, независимое издание «Вечерняя Казань» выступила против этого с резкой критикой. Собственно, так «ВК» делает всякий раз, когда чиновники начинают действовать по принципу «что хочу, то и ворочу». Парк от уничтожения спасло лишь вмешательство президента Минниханова. Тогда мэр города Ильсур Метшин поспешил сообщить, что теперь, прежде чем начинать рубку деревьев, он будет обсуждать с казанцами необходимость таких действий. Это заверение как-то плохо увязывается с запретом присутствовать на «деловых понедельниках» журналистам газеты, которые имеют смелость говорить правду о деятельности городских властей своим подписчикам. На официальном сайте мэра Метшина своеобразным эпиграфом служат его слова: «В нашей бухте под названием Казань гораздо спокойнее». Что же, запрет журналистам местной «Вечерки» участвовать в «деловых понедельниках» сделает жизнь мэра действительно спокойнее. За мэра и его команду можно порадоваться, а вот жителям Татарстана, лишенным права на достоверную информацию, нужно посочувствовать.

ДЕКАБРЬ, 16
«Московский комсомолец» в Перми»
Депутат Законожательного собрания Пермского края Дмитрий Скриванов вчинил местным СМИ шесть исков и готовит седьмой. Это выяснилось 16 декабря в Ленинском районном суде Перми на процессе против ООО «Мегаполис», которое значится как редакция СМИ «Московский комсомолец» в Перми». Размещенная 5 июня на сайте «МК» в Перми» заметка «ФРМ: очередное фиаско Дмитрия Скриванова» тоже выбрана им поводом для судебного спора. Истцу, который еще недавно руководил Фондом развития моногородов (ФРМ) в Москве, не понравился сам заголовок и шесть фраз. Среди прочих, депутат-единоросс требует опровергнуть такие слова: «Один из самых конфликтных депутатов пермского региона продержался на московском посту рекордно короткий срок, всего несколько месяцев, и не успел довести до конца ни одного серьезного проекта»; «в 2011 году на посту регионального координатора Общероссийского народного фронта Скриванов подержался рекордный по своему минимуму срок – ровно три месяца. После чего последовала команда из полпредства, и его заменили. Причем тогда Скриванов был изгнан безо всяких дипломатических формулировок и авансом выданных благодарностей». Истец требует удалить заголовок и шесть фраз с газетного сайта, взыскать с издания компенсацию морального вреда в размере 100 тыс. рублей. Это обычная для его исков сумма.

ДЕКАБРЬ, 17
Телекомпания ТВ 2
Накануне Нового года ТВ 2 снова прощается с жителями Томска: теперь, по всей вероятности, со всеми и навсегда. Напомним, с 1января 2015 года ушла из эфира томская телекомпания, с которой после четверти века, прожитых в нем, расторгла договор в одностороннем порядке на передачу ее сигнала Российская телерадиотрансляционная сеть (РТРС). Но оставалось в интернете информагентство с тем же названием – ТВ 2. С Нового года, скорее всего, прекратит деятельность и оно. Еще остается надежда на чудо, но, как известно, в последние годы чудес в информационном пространстве нашего государства практически не случается. С читателями сайта попрощался 17 декабря главный редактор ТВ 2 Виктор Мучник. «Ни политические обстоятельства, ни экономические – пишет он – к дальнейшей работе не располагают», хотя за год, прошедший после отключения телеканала, ТВ 2 значительно увеличила аудиторию в интернете и начинала новые проекты, несмотря на то, что от прежней информационной службы медиахолдинга осталось несколько человек. Однако «добиться главного – самоокупаемости сайта» не удалось. Его минимальная себестоимость – 7 миллионов рублей, доходы от рекламы – намного меньше, и государство тут, как и ранее – когда ликвидировалась телекомпания - вроде бы, ни при чем. Тогда договор расторгли «деловые партнеры», обидевшиеся на журналистов, и заодно на тысячи телезрителей, «политизировавших» проблему фидера, сломавшегося в апреле прошлого года, из-за чего вещание ТВ 2 было прервано на 1,5 месяца (а предписание Роскомнадзора гласило, что если оно не возобновится через 5 дней, то «будет приостановлено действие лицензии»). И неизвестно, сколько бы длилась пауза на экранах, если бы горожане не вышли тогда на пикеты и митинги, после которых сгоревший фидер был без промедления заменен. Обиделась и администрация президента РФ на жителей Томской области, проигнорировав 15 тысяч их подписей, собранных на морозе - с требованием вернуть в эфир ТВ 2, обиделся, само собой, и Роскомнадзор, отказавшийся продлить ей лицензию, срок которой истек 8 февраля. В августе 2015 года в это ведомство направила пакет документов на получение лицензии ТомскаяМедиаГруппа (куда входит и ТВ 2). В том, что и этому юрлицу будет отказано, мало кто сомневался: общественный интерес представляло то, какой повод найдет теперь государство, чтоб не пустить опальную телекомпанию не только в эфир, но и в кабель. На сей раз оно решило не утруждаться: ответило, что в представленных документах нет доказательств отсутствия у Виктора Мучника – учредителя ТМГ второго гражданства. «Этим гражданством – пишет главред - я запастись как-то не успел», о чем, полагает он, «люди в погонах, которые занимаются так усердно нашей тв-2шной историей» прекрасно знают. «Понятно, что это - пустой предлог для того, чтобы не допустить существования ТВ 2 в Томске ни в каком виде. Получи мы кабель - заработали бы денег, чтобы продолжить работу. Но не для того в прошлом году все было устроено с фидером, лицензией, «конфликтом хозяйствующих субъектов» и прочим всем». Поддержал агентство новостей ТВ 2 благотворительный фонд «Среда»: грант был выделен на программу модернизации сайта, рассчитанную на 3 года. Виктор Мучник не сомневается, что за этот срок редакция вывела бы его на самоокупаемость. «Но нам не дали этих трех лет: грант получили мы лишь частично»: фонд Бориса Зимина (как и фонд «Династия», основанный его отцом Дмитрий Зиминым) перестал существовать после внесения его в реестр иностранных агентов. Местные же рекламодатели, пишет в Facebook журналистка ТВ 2 Юлия Корнева, «боятся засветиться на нашем сайте», и их можно понять: кому хочется портить отношения с властью? А она и тут вроде ни при чем – может не давать им никаких указаний, просто создает среду обитания: так она сложилась, что в бизнесе выживают лишь благонадежные «организмы», а другим тихо, незаметно «перекрывается кислород». ТВ 2 – наглядный пример того, что однажды может случится с каждым, независимо от званий, наград (22 статуэтки ТЭФИ) и популярности. Но надежда, хоть и почти призрачная, еще есть: не на власть, разумеется, и не на влиятельных бизнесменов, а скорее – просто на хороших людей. «Информация о том, что история ТВ 2 завершается, - пишет главный редактор - ушла в соцсеть. И в ней многие наши друзья - а их у нас, действительно, много - стали убеждать нас в необходимости попробовать с краудфандингом (в переводе с английского – «коллективное финансирование»). Мол, годовой бюджет в 7 миллионов рублей вполне реально собрать». Томск, конечно, далеко не Москва – в 20 с лишним раз уступает ей по численности населения, и живет оно намного скромнее, и к тому же – кризис. Но решили попробовать. Счетчик на сайте отсчитывает дни, часы и минуты. «На сколько наберем - столько по-честному после Нового года и проработаем».

ДЕКАБРЬ, 16-17
Тереза Насибуллина
В Москве полиция задержала корреспондента «Фронде ТВ» Терезу Насибуллину. Журналистка была задержана на акции протеста жителей против строительства футбольных полей на территории «Парка Дружбы». Насибуллину продержали в отделении более 12 часов, несмотря на предъявленное удостоверение, после чего оформили протокол об административном правонарушении. Редакция «Фронде ТВ» 17 декабря обратилась к начальнику ГУ МВД Москвы Анатолию Якунину с просьбой разобраться в законности задержания своего журналиста.

ДЕКАБРЬ, 17 ДЕКАБРЬ, 17
СМИ Саратовской области
В правительстве Саратовской области состоялось совещание губернатора Валерия Радаева с руководителями региональных предприятий ОПК. Темой собрания стало обсуждение предварительных результатов выполнения государственного оборонного заказа в текущем году и перспективы его формирования на следующий год. Когда начал выступление министр промышленности и энергетики Максим Шихалов, журналистов внезапно попросили удалиться. Представители аппарата губернатора не стали утруждать себя объяснением причин подобной секретности.

Взгляд Инфо, 17 дек отказ в инф – 3 раза

Телепрограмма «Ревизорро»

Суды двух инстанций удовлетворили иск дальневосточной сети фастфуда «Роял Бургер» к программе «Ревизорро», обязав удалить с сайта видео и опубликовать опровержение. Об этом РБК сообщает в четверг, 17 декабря, со ссылкой на судебные решения. Сеть из 12 ресторанов быстрого питания в Приморском и Хабаровском краях и Амурской области развивает ООО «Инфинити ФФ», которое и обратилось с иском в Арбитражный суд Москвы. Компания посчитала, что подготовленная телевизионщиками программа содержит недостоверные сведения и порочит ее деловую репутацию. Ведущая, в частности, говорила, что компания «травит людей машинным маслом», ее торты «давным-давно все испортились», а картофель фри «валяется на полу вместе с мясом». Кроме того, девушка намекала на наличие в помещениях сети фастфуда тараканов. Помимо московского арбитража, претензии рестораторов удовлетворил вышестоящий апелляционный суд. После этого телеканал «Пятница» удалил видеоролик с сайта, но вердикт суда там назвали несправедливым и заверили, что подадут кассационную жалобу. Программа «Ревизорро», которую позиционируют как социальное реалити-шоу, выходит на канале «Пятница» с июня 2014 года. Ее ведущая Елена Летучая проверяет качество услуг в ресторанах, отелях, на рынках и других общественных местах. Во время съемок она на камеру инспектирует кухню, зачастую без согласования с управляющими, что нередко становится поводом для конфликтов и даже нападений на съемочную группу.

ДЕКАБРЬ, 18
Вацлав Радзивинович
Корреспондента польского издания Gazeta Wyborcza в Москве Вацлава Радзивиновича лишили аккредитации для работы в России и предписали в течение 30 дней покинуть страну. Об этом он заявил в пятницу, 18 декабря, на выходе из здания Министерства иностранных дел России, куда его вызвали на беседу. «Да, есть решение, чтобы я в течение 30 дней уехал отсюда, и попросили меня, чтобы я вернул свою аккредитацию. С этого момента я уже не могу работать, как корреспондент», - передает РИА «Новости» слова журналиста. Как рассказал Радзивинович, сотрудники российского МИД объяснили ему, что это решение связано с лишением вида на жительство в Польше внештатного корреспондента МИА «Россия сегодня» Леонида Свиридова. Напомним, 24 октября 2014 года МИД Польши аннулировал журналистскую аккредитацию Свиридова, который работал в Варшаве с 2003 года. Его аккредитация ежегодно продлевалась в МИД Польши, в последний раз это было сделано в январе 2014 года, однако по неизвестным причинам в октябре 2014 года Агентство внутренней безопасности (ABW) выступило с представлением в МИД Польши о ее аннулировании. После того как российский корреспондент был лишен аккредитации, польские власти начали административную процедуру лишения Свиридова вида на жительство. Управление по делам иностранцев Польши 18 ноября приняло окончательное решение об аннулировании вида на жительства в республике. На данный момент Свиридов находится в России.

ДЕКАБРЬ, 18
Анна Мамаенко
Мировой суд судебного участка №24 города Краснодара вынес решение по делу местной журналистки Анны Мамаенко, сотрудничающей на постоянной основе с изданием «Тайное и явное» и другими СМИ. Мы уже сообщали о том, что в отношении А. Мамаенко было возбуждено уголовное дело за порчу имущества (см. монитор за октябрь 2015 года). По словам Анны, вечером 25 февраля нынешнего года на одной из краснодарских улиц двое мужчин неожиданно стали заталкивать ее в автомобиль. При попытке самообороны она поцарапала машину ударом ноги. Как выяснилось позже, автомобиль принадлежал судебным приставам. И они обратились в суд, чтобы получить с журналистки деньги на ремонт автомобиля. Дело получило общественный резонанс во многом благодаря активной работе в сети самой Анны. Начался сбор подписей жителей Краснодара в ее поддержку. Наконец, 12 декабря суд вынес решение – назначить Анне Мамаенко штраф за порчу чужого имущества, но отменить его уплату в связи с амнистией. Однако «соломоново» решение не устроило А. Мамаенко, и она заявила на своей страничке в сети, что намерена обжаловать приговор, как несправедливый.

ДЕКАБРЬ, 18
Газета «Аргументы и факты»
В ФЗГ поступила информация об иске о защите чести и достоинства, который был предъявлен в Златоустовский городской суд (Челябинская область) к газете «Аргументы и факты». Истец, глава Златоуста Вячеслав Жилин, считает, что в опубликованном этим изданием открытом письме местного предпринимателя Валерия Ульдарова содержатся не соответствующие действительности и порочащие его сведения. В частности, претензии истца вызвали сообщения о том, что он «кошмарит бизнес», что с его подачи предприятие ответчика «оказалось загнано под пресс судебных тяжб». Глава города просит суд обязать ответчиков опровергнуть распространенные сведения и взыскать с предпринимателя компенсацию морального вреда.

ДЕКАБРЬ, 19
Съемочная группа телеканала НТВ
В Москве в кафе, расположенном в поселке Рублево на улице Советской, где вечером приключилась стрельба, посетители заведения начали бросаться на репортеров федерального телеканала НТВ. В ходе стычки оказалось повреждено световое оборудование. Как выяснилось, в заведении вспыхнула ссора между посетителями, после чего один из мужчин достал травматический пистолет и открыл стрельбу по противникам. С ранениями медики госпитализировали троих человек, сам стрелок дождался полицию. Никто из корреспондентов не пострадал.

ДЕКАБРЬ, 21
СМИ Северного Кавкза
В Пятигорске прошел III форум средств массовой информации Северного Кавказа. Более семи сотен участников представляли 150 масс-медиа. По сравнению с прошлым годом, когда в канун форума СМИ группа боевиков в центре Грозного сожгла республиканский Дом печати, в этот раз журналисты обсуждали проблемы в спокойной атмосфере. Но сами проблемы менее тревожными не стали. Главный редактор издания «Кавполит», член президентского Совета по правам человека Максим Шевченко напомнил, что до сих пор на Северном Кавказе не расследовано ни одно резонансное убийство журналистов. Он перечислил имена погибших: Тимур Куашев и Казбек Геккиев (Кабардино-Балкария), Загир Арухов, Хаджимурат Камалов, Максуд Садиков, Малик Ахмедилов (Дагестан), Наталья Эстемирова (Чечня) и многие другие. Уголовное дело об убийстве Тимура Куашева вообще прекращено. Причем отец убитого журналиста, заслуженный следователь Советского Союза, как говорит Максим Шевченко, обнаружил множественные процессуальные нарушения в ходе расследования: не опрошены ключевые свидетели, не сделаны все необходимые экспертизы… Не было полноценного расследования убийства журналиста ГТРК «Нальчик» Казбека Геккиева и главного редактора сайта «Ингушетия.ru» Магомеда Евлоева. Фамилии преступников так и не были названы публично. По словам Шевченко, на недавней встрече членов совета с президентом он предложил несколько шагов, которые смогут помочь в защите независимых журналистов. Во-первых, внести изменения в Уголовный кодекс, приравняв убийство сотрудника СМИ к убийству государственного и общественного деятеля. Во-вторых, изъять уголовные дела об убийствах журналистов из производства республиканских следователей и передать на уровень центрального аппарата Следственного комитета, обеспечив оперативный надзор со стороны ФСБ. А вот выступившие на форуме представители власти объявили, что вопреки федеральным изданиям, которые половину контента, посвященного Северному Кавказу, строят на принципах катастрофизма (новости о терактах, криминале, коррупции), они намерены генерировать позитивный контент СКФО. В унисон с ними прозвучало выступление заместителя директора ТАСС Константина Паршина, рассказавшего, что его информагентство реализует проект «ТАСС-Кавказ», задача которого – поднять положительные региональные новости на федеральный уровень. Но говорили на форуме и об атмосфере тотального страха, мешающего журналистам задавать острые вопросы первым лицам власти, спорили и о том, где же граница между критикой и провокацией, пиаром и информированием. О том, как информационный вакуум создает простор для провокаторов и манипуляторов. Где именно искать последних, неожиданно указал глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов, обрушившись с критикой на дагестанский «Черновик»: мол, издание, популяризуя терроризм, занимает антигосударственную позицию …

ДЕКАБРЬ, 21
Газета «Арсеньевские вести»
Анастасия Попова
В Красноармейский районный суд Приморского края к газете «Арсеньевские вести», автору статьи Анастасии Поповой и автору обращения в газету Федору Крониковскому подан иск о защите чести и достоинства от семьи Коноваленко: Галины Сергеевны, директора школы, её сына-школьника и от её мужа Александра Коноваленко, чьё дело о браконьерстве расследует Хабаровская прокуратура. Кроме опровержения, истца требуют компенсации морального вреда – по 100 000 рублей в пользу каждого истца. В канун районных выборов газета «Арсеньевские вести» рассказала об удивительной безнаказанности директора школы Галины Коноваленко. Статья была написана после обращения в газету жителя таёжного района, известного эколога, создателя первого национального парка в Приморье Фёдора Крониковского.

ДЕКАБРЬ, 21
СМИ Карелии
Судьи Верховного суда Карелии запретили фотографировать себя в судебном заседании. Уголовное дело рассматривалось в открытом заседании, и потому сотрудники редакций, пришедшие освещать судебный процесс, не ожидали, что им запретят вести фото- и видеосъёмку участников заседания. Разрешено было снимать только представителей прокуратуры и стороны обвинения. Сами судьи не должны были попасть в кадр, таково было их требование. Союз журналистов Карелии, реагируя на запрет, противоречащий установке Верховного суда России на открытость судопроизводства, подготовил обращение к председателю Верховного суда Карелии Анатолию Наквасу, предлагая тому разобраться в ситуации и решить вопрос в пользу открытости для прессы судебных заседаний. В журналистском обращении напоминается, что фото и видео съёмки являются неотъемлемой частью редакционного задания и потому запреты наподобие того что случился, препятствует работе редакций в судебных заседаниях. Но дело даже не только в том, что затруднена работа судебных репортеров, но и в том, что ограничивается доступ к информации о деятельности судов. В письме Союза журналистов Карелии лишний раз напоминается судьям, что в уголовном процессе разрешается фото и видео съемка с учётом приоритета «государственного, общественного и иного публичного интереса» и «принципа гласности судопроизводства» (ст. 152.1 ГК РФ). Рассматриваемое уголовное дело получило большой общественный резонанс в Петрозаводске и многие месяцы находится в поле зрения петрозаводчан, следящих чем завершится уголовный процесс, перешедший в стадию апелляционного рассмотрения (двое граждан подрались из-за парковочного места для своих автомашин во дворе дома где они живут, причем конфликт завершился очень тяжелыми физическими увечьями для одного из них). До последнего времени у журналистов не возникло проблем с освещением данного уголовного дела.

ДЕКАБРЬ, 21
Портал Бабр
С 25 ноября продолжается мощная DDoS-атака на портал Бабр. По данным системных администраторов портала, в пиковые моменты атаки на сайт обрушивалось до 100 тысяч запросов в секунду. Напомним, DDoS-атаки осуществляются хакерами по заказу неких структур и используют разветвленные ботнеты – миллионы компьютеров, зараженных специальным вирусом. Изначально руководство Бабра предполагало, что атака связана с выборами мэра Иркутского района. В начале декабря руководству Бабра удалось связаться с хакерами и выяснить, что против портала заказаны две атаки. Первая, действительно, связана с выборами, прошедшими 6 декабря, и должна завершиться 8 декабря. Вторая атака является продолжением первой и заказана еще на три месяца. Из общения с хакерами, которые в дополнение к совершаемым преступлениям пытаются еще и вымогать у Бабра деньги, сформировалось представление о том, кто именно является заказчиком атаки. Хакеры не скрывают, что это крупная структура федерального уровня. В последний год на Бабре речь шла только об одной такой структуре – «Ростехе». Напомним, что избранный мэр Иркутского района связан с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым родственными связями, а сам «Ростех», по данным Бабра, принимал участие в финансировании предвыборной кампании Фролова. Системные администраторы Бабра достаточно успешно справляются с атакой, в первую очередь благодаря применяемым высоким технологиям. За весь период атаки портал был малодоступен для читателей только двое суток.

ДЕКАБРЬ, 21
Gazeta Wyborcza
Польская Gazeta Wyborcza решила закрыть корпункт в Москве. Об этом «Интерфаксу» сообщил корреспондент издания в России Вацлав Радзивинович. «Мы закрываем корпункт в Москве. Надеемся, что временно», - уточнил он. Сам Радзивинович готовится к отъезду из России. «Я уже собираю вещи, надеюсь, что успею в срок», - добавил он. В прошедшую пятницу Радзивинович был вызван в МИД России. У него была отозвана журналистская аккредитация, ему предписали в течение 30 дней покинуть российскую территорию. Директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова объяснила высылку польского журналиста ответом на лишение аккредитации и вида на жительство российского журналиста Леонида Свиридова, работавшего в Польше.

ДЕКАБРЬ, 21
СМИ Саратова
В Саратове в Театре драмы проходит финал областного кубка КВН. Курирующие проведение этого мероприятия чиновники от спорта лишили саратовские СМИ возможности рассказать о празднике юмора и находчивости. Несмотря на то, что мероприятие стоит в плане правительства по взаимодействию со СМИ, проход журналистов в зал театра не был организован - журналистов гоняли по кругу: трижды заставили пройти вместо главного входа через служебный и наоборот. Свое поведение работники принимающей организации объяснили отсутствием необходимых директив - никто им не сказать пускать СМИ на КВН, а принять самостоятельное решение работники театра не смогли. Даже начальник охраны, к которому апеллировали журналисты, ничего не знал о том, что прессу приглашали на концерт. В результате журналистам рекомендовали звонить тем, кто их приглашал для освещения мероприятия, а в зал так и не пустили.

ДЕКАБРЬ, 21
Газета «Балашовская правда».
Коллектив редакции газеты «Балашовская правда» (Саратовская область) обратился в региональное отделение СЖР c обращением, что 16 декабря 2015 года журналистов вызвал к себе учредитель, глава администрации БМР А. Москалев, и сообщил, что готовит распоряжение о реорганизации газеты путем объединения ее с МУП «Телерадиокомпания «Балашов». Далее в документе сказано: «За выпуск газеты будет отвечать нынешний и.о. главного редактора В. Курнаев, бывший помощник бывшего главы администрации БМР, осужденного Б. Шамина; директором телерадиокомпании «Балашов» остается О. Штурбабина, а всю структуру возглавит ее супруг А. Штурбабин, оставшийся недавно без работы и не имеющий никакого отношения к работе в СМИ. При этом редакция «Балашовской правды» должна освободить здание, переданное ей в оперативное управление, где она располагается уже 60 лет. Редакция сделала здесь ремонт за собственные средства, потратив более 1 млн. рублей. Да и в Федеральном законе «Об автономных учреждениях» (ст. 18), коим является МАУ «Редакция газеты «Балашовская правда», четко обозначено, что МАУ и МУП, имея различные организационные формы, никак не могут быть объединены». Журналисты просят «вмешаться в ситуацию, сложившуюся в редакции, и не оставлять наше обращение без внимания. В противном случае мы не можем гарантировать выполнения в полном объеме взятых на себя обязательств как перед учредителем, так и перед подписчиками».

ДЕКАБРЬ, 21
Дарья Полюдова
На днях завершилось судебное разбирательство в отношении Дарьи Полюдовой: Октябрьский районный суд в Краснодаре приговорил ее к двум годам колонии-поселения, признав ее виновной в призывах к экстремизму и сепаратизму. Полюдова стала первым в РФ фигурантом уголовного дела, возбужденного по статье 280.1 УК РФ («Призывы к нарушению территориальной целостности РФ»). Подобное обвинение было вызвано намерением активистки провести так называемый «Марш за федерализацию Кубани» летом прошлого года - по аналогии со звучавшими тогда призывами из высоких кабинетов провести «федерализацию Украины». Данное обращение Дарья Полюдова поместила в своей соцсети «В контакте», где также размещала призывы «к социалистической революции» и критику президента Владимира Путина. В начале июня 2015 года девушку арестовали на десять дней за посты в социальной сети «ВКонтакте», признав ее виновной в публичном демонстрировании нацистской символики. Летом этого года против нее было возбуждено новое уголовное дело - по статье 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»). Поводом для этого послужил перепост Полюдовой видеоролика, в котором украинские активисты поют оскорбительную для Владимира Путина песню. Прокурор настаивал на том, чтобы активистку приговорили к трем с половиной годов колонии-поселения. Сама Полюдова не признает вину и называет свое дело политическим. Выступая с последним словом в суде, Полюдова подтвердила, что она действительно проводила одиночный пикет в Новороссийске и размещала тексты и фотографии в соцсетях, однако отметила, что не призывала к насильственным действиям. «Размещая фотографию, я не имела умысла на свержение действующего конституционного строя», - цитирует подсудимую Интерфакс. Защита Полюдовой намерена обжаловать приговор. Суд постановил оставить Дарью Полюдову на свободе до рассмотрения апелляции. Учитывая, что до вынесения приговора Полюдова полгода провела в СИЗО, есть основания считать, что всего она проведет в колонии полтора года. Закон о наказании за призывы к сепаратизму был принят в декабре 2013 года и вступил в силу 9 мая 2014 года по инициативе депутатов от КПРФ – в частности, депутата от Краснодарского края Сергея Обухова. Символично, что человека левых убеждений, призывающего к «социалистической революции», сажают по закону, инициированному коммунистами. Также символично, что это первый «политический» заключенный на Кубани- ранее все же выдвигались обвинения типа «хулиганства» или по экономическим обвинениям.

ДЕКАБРЬ, 22
Сайт «Общественное мнение»
Сайт «Общественное мнение» (Саратов) стал не доступен для пользователей интернета. При заходе по доменному адресу браузер сообщает о «фатальной ошибке». При этом перебои с работой сайта саратовского информационного агентства наблюдались еще утром. Главный редактор «Общественного мнения» Алексей Колобробов в комментарии ИА «Свободные новости» пояснил, что на сервер, где находится «Общественное мнение», совершена DDoS-атака. Он не исключил, что пиратская акция направлена именного против саратовского информагентства. По словам шеф-редактора «ОМ» Алексея Иванова, программисты сообщили, что «было 7-9 миллионов запросов одновременно». «Сейчас компания, которая обслуживает сайт «ОМ», сообщила что на него предпринята DDoS-атака - от 7 до 9 миллионов одновременных запросов. Проблемы начались еще вчера. Не могу припомнить за вчерашний день никаких особенных материалов, кроме обширных комментариев адвокатов по моему делу», - сообщил журналист Сергей Вилков на своей странице в фейсбуке.

ДЕКАБРЬ, 23
СМИ с иностранным финансированием
Депутаты Госдумы в третьем чтении приняли законопроект, который предусматривает штрафы для средств массовой информации за сокрытие иностранного финансирования. Согласно проекту закона, для должностных лиц вводится штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей, а юридические лица будут штрафовать на сумму, равную или вдвое большую той, которую СМИ получило из-за рубежа и скрыло. Штрафы за повторное сокрытие финансирования будут увеличены в три-четыре раза. Ранее за это предполагалось закрытие СМИ, однако, позже это положение убрали. Отчитываться перед Роскомнадзором, согласно законопроекту, СМИ обязаны о суммах от 15 тысяч рублей. В перечень источников финансирования, за которые будут требовать отчет, включены некоммерческие организации, признанные в России иностранными агентами, а также зарубежные или российские компании, участниками которых являются иностранцы. Против принятия законопроекта в ноябре выступил президентский Совет по правам человека. Согласно его заключению, документ возвращает российские СМИ к тому периоду, когда граждане СССР фактически были лишены возможности выбора в национальном информационном пространстве.

ДЕКАБРЬ, 23
Марат Хайруллин
Руководитель Агентства журналистских расследований «Независимая студия» Марат Хайруллин на пресс-конференции в издательстве «Комсомольская правда» заявил об угрозах, поступивших в адрес его команды после выхода серии роликов, посвященных депутату Законодательного собрания Приморья Валерию Кану. В связи с этим журналисты обратились за защитой к министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву. По словам Хайруллина, обратиться к министру внутренних дел РФ его вынудили угрозы расправы, поступающие в адрес коллектива агентства по электронной почте. «Мы считаем, что за этими угрозами стоит депутат Законодательного собрания Приморья Валерий Кан, поскольку мы проводим активное журналистское расследование в отношении него», - говорится в открытом письме руководителя «Независимой студии» к Колокольцеву. Хайруллин объясняет в своем письме: «Нами вскрыты ряд фирм, которые, с нашей очки зрения, имеют отношение, с одной стороны, к Валерию Кану, а с другой, - к контрабандной деятельности через структуры печально известного «Ростэка». Глава «Независимой студии» заявил, что готов по первому требованию предоставить МВД все материалы этого журналистского расследования. Агентство «Независимая студия» сотрудничает с правоохранительными органами, по следам журналистских расследований команды Хайруллина за три года было возбуждено более 30 уголовных дел.

ДЕКАБРЬ, 23
Александр Ахтырко
Главный редактор интернет-портала «ЖКХ 64» Александр Ахтырко заявил об угрозах в свой адрес со стороны «высокопоставленного чиновника мэрии Саратова». Соответствующую информацию журналист опубликовал на своей странице в соцсети Facebook. По его словам, представитель администрации города позвонил ему сегодня по телефону и сообщил, что им - Александром Ахтырко - «уже занимаются». «Я за вас искренне переживаю», - сообщил главреду собеседник. Журналист не стал раскрывать имя звонившего «по этическим соображениям» и расценил случившееся «как попытку оказать психологическое давление». Он также дал понять, что причиной инцидента могла послужить публикация на сайте «ЖКХ 64» статья «Скелеты в шкафу Олега Грищенко». «Физически, равно как и юридически, готовы ко «встречам» с оппонентами и их представителями. Как в рамках правового поля, так и, полагаю, за его пределами. Мы продолжим рассказывать правду о коррупционных схемах и делах уходящего градоначальника», - написал Ахтырко. В комментарии ИА «Свободные новости» главред интернет-портала тоже отказался назвать имя угрожавшего ему чиновника, но добавил, что воспринял его слова как угрозу, так как собеседник дважды «непрозрачно намекнул» на историю с давлением на журналиста Кристину Хрусталеву (ранее работавшую в «ЖКХ 64») со стороны «охранников личной турбазы отдыха Грищенко, личной резиденции Грищенко».

ДЕКАБРЬ, 23
Владимир Зайвый
Столичные правоохранители выяснили причину, по которой на востоке Москвы был избит спортивный обозреватель интернет-издания «Газета.Ru» Владимир Зайвый, – по версии следствия, нападение совершил его знакомый, и оно носило бытовой характер, сообщает LifeNews. В отделе полиции Владимир Зайвый пояснил, что около 6 часов утра на улице Суздальской его избили. Стражи порядка быстро вычислили обидчика журналиста. «Оперативным путем был установлен нападавший - им оказался давний знакомый потерпевшего», - сообщили порталу в столичной полиции. Спортивный обозреватель зафиксировал нанесенные побои - синяки и ссадины - в медучреждении. Правоохранительные органы решают вопрос о задержании подозреваемого.

ДЕКАБРЬ, 23
Телерадиокомпания «УралИнформ ТВ»
Пермский краевой суд 23 декабря окончательно отказал экс-депутату регионального заксобрания Константину Окуневу во взыскании 14 млн рублей. Такую компенсацию он требовал с телерадиокомпании «УралИнформ ТВ» за использование, в частности, своего фото с личной странички на Facebook. О тяжбе К. Окунева с журналистами ФЗГ рассказывал (см. монитор за сентябрь 2015 года. Рассмотрев иск о защите чести и достоинства, Мотовилихинский районный суд Перми 22 сентября отказал в удовлетворении всех заявленных требований, в том числе об опровержении и компенсации морального вреда. Судья Татьяна Опря на 14 листах подробно мотивировала сделанные выводы. При этом она сослалась на новую практику, обобщенную в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 года № 25. Вот изложение весьма примечательных выдержек из решения, вступившего 23 декабря в законную силу. Под обнародованием изображения необходимо понимать действие, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения. Размещение самим гражданином в сети Интернет и общедоступность такого изображения сами по себе не дают иным лицам права на его свободное использование без согласия изображенного лица. Без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу п.п. 1 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, когда имеет место публичный интерес. То есть гражданин является публичной фигурой – занимает властную должность, играет заметную роль в общественной жизни. И при этом обнародование осуществляется в связи с политической или иной дискуссией, а интерес к данному лицу имеет общественное значение. Согласно пользовательскому соглашению с Facebook, указано в судебном решении, публикация материалов и информации с использованием настройки «доступно всем» означает, что «вы разрешаете всем, включая людей вне Facebook, получать доступ к этой информации и использовать ее». При создании страницы в социальной сети К. Окуневу было известно, что вся размещенная информация, в том числе фото, может быть использована. Поэтому незаконного использования фотографии истца в оспариваемом видеосюжете не имелось – отметил суд. Выступая 23 декабря в краевом суде, представляющая интересы К. Окунева юрист Виктория Буторина назвала действия журналистов «информационной вендеттой». Замдиректора по правовым вопросам медиагруппы «УралИнформ» Дмитрий Кажин заметил, что истцу никто не отказывал лично появиться в телеэфире и выразить свое мнение. Апелляционная коллегия судей под председательством Владимира Лаврентьева оставила без изменения ранее вынесенное решение – и оно вступило силу. У истца есть право обратиться с кассационной жалобой в президиум краевого суда.

ДЕКАБРЬ, 24
Вадим Тюменцев
Судебные слушания по делу томского блогера Вадима Тюменцева перешли в завершающую стадию. Как неоднократно ранее сообщал ФЗГ, он обвиняется в «публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности» (ст. 282 УК РФ) и «возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства» (ст. 280 УК РФ). Состав этих преступлений усмотрели следователи областных управлений ФСБ и СК в двух видеосюжетах, размещенных им на сайте на сайте YouTube и личной странице «В контакте» - о «выдворении из Томска луганско-донецких беженцев»» и «перекрытии улицы в знак протеста против маршрутного беспредела». Напомним, под стражей Вадим Тюменцев находится восьмой месяц. В ноябре правозащитный центр «Мемориал» признал его политическим заключенным. В Кировском райсуде 24 декабря прошли прения. Гособвинитель Евгений Трушин, сообщает сайт «В Томске», заявил, что вина блогера в ходе судебного разбирательства полностью доказана: его «призывы иначе как экстремизмом назвать нельзя», и попросил суд назначить ему наказание в виде четырех лет колонии-поселения и лишением в течение двух лет права размещать в Интернете общедоступную информацию. Адвокат подсудимого Роман Власов обратил внимание суда на противоречия в обвинительном заключении. С одной стороны, в нем сказано, что мотивом вменяемых Тюменцеву преступлений является «неприязнь к гражданам, проживающим на территории Луганской и Донецкой областей Украины», а с другой - целью этих же преступлений названо «публичное возбуждение ненависти или вражды к лицам и получившим статус беженцев РФ». Но жители Украины и беженцы – это разные категории граждан, и в этой части обвинение, полагает адвокат, «притянуто за уши»: цель и мотивы не совпадают. Что же касается второго ролика, то призывы к участию в несогласованной мирной акции не входит в перечень экстремистских, а мэр и губернатор, резко критикуемые автором – «не социальная группа, а персоналии»: согласно действующему законодательству, пределы допустимой критики в отношении должностных лиц и профессиональных политиков шире, чем в отношении других граждан. На следующем заседании, которое пройдет 29 декабря, Вадиму Тюменцеву будет предоставлено последнее слово.

Информация Георгия Бородянского (Омск) длящийся

ДЕКБРЬ, 24

Первый канал

ВГТРК

Телеканал «Звезда»

НТВ

Мещанский суд Москвы отклонил иск украинского режиссера, политического заключенного Олега Сенцова о защите чести и достоинства к ФСБ России и нескольким российским СМИ, в том числе Первому каналу, ВГТРК, телеканалам НТВ и «Звезда». По словам адвоката Ольгии Динзе, которая представляла интересы Сенцова в суде по делу о так называемых «терактах» в Крыму, иск подан в связи с тем, что ФСБ и российские СМИ распространяли заведомо ложную информацию о Сенцове, в частности, о том, что он является членом «Правого сектора» (организация признана экстремистской и запрещена в России). Кроме того, телеканалы еще до вынесения обвинительного приговора в отношении украинского режиссера называли его «террористом», основываясь только на пресс-релизе спецслужб. Адвокат Ольга Динзе об иске Олега Сенцова к ФСБ: «Защита Сенцова представила суду справку от «Правого сектора» о том, что Олег Сенцов никогда не был его членом. Адвокаты намерены добиваться опровержения не соответствующей действительности информации о режиссере». Суд в августе 2015 года приговорил Олега Сенцова и украинского антифашиста Александра Кольченко к 20 и 10 годам заключения по обвинению в терроризме. По версии ФСБ, осужденные после аннексии Крыма весной 2014 года подожгли дверь представительства партии «Единая Россия». Сенцов и Кольченко отвергали обвинения в терроризме.

HRO.Org, 23 дек ИСК

ДЕКБРЬ, 24

ИА «Хакасия»

В ФЗГ обратилась редакция ИА «Хакасия» с сообщением, что агентство «уже более года подвергается прессингу со стороны администрации главы Хакасии (руководитель Владимир Бызов). Журналисты сообщили: «Лишение аккредитации журналистов при правительстве республики, выселение из арендуемого офиса, экономическая и информационная блокада - методы, которые используются администрацией главы в отношении неугодного им информагентсва - мы жестко критикуем власть региона. Еще один шаг за последние дни - исковые заявления от руководителя управления информационной политики главы РХ и председателя Союза журналистов РХ к ИА «Хакасия». По поводу защиты якобы нарушенных чести и достоинства.В связи с этими обстоятельствами хотели бы получить поддержку и реальную помощь Фонда защиты гласности по судебным искам. Просим Вас ответить. Готовы предоставить Вам документы для ознакомления. Спасибо заранее. С уважением, Валентина Устяхина, директор ООО «ИА «Хакасия», www.19rus.info

** ИСК – 2 раза / отказ в инф / другое – 2 раза

ДЕКБРЬ, 24

Андрей Симонов

Журналист канала «Матч ТВ» Андрей Симонов избит в подъезде собственного дома на севере Москвы. Трое неизвестных нанесли журналисту несколько ударов по лицу. Личные вещи похищены не были. Об этом журналист сообщил «Чемпионату». У Симонова диагностирован перелом скуловой кости со смещением, он перенес операцию, его состояние стабильное. «Чувствую себя бодро, готов вернуться к активной деятельности. Операция прошла успешно. Спасибо всем друзьям и коллегам нашего крепкого коллектива за моральную поддержку. Это мотивирует», - сказал Симонов.

ДЕКАБРЬ, 24
Тимур Куашев
Эксперты назвали причиной смерти известного в Кабардино-Балкарии журналиста Тимура Куашева, скончавшегося в 2014 году, острую коронарную недостаточность, сообщил руководитель регионального СУ СК Валерий Устов. В августе 2014 года тело Куашева, который сотрудничал с журналом «Дош», было обнаружено в лесопарковой зоне на окраине Нальчика. На его теле был обнаружен след от инъекции в подмышечной области (см. монитор за август 2014 года). СК проверял версию об убийстве журналиста. Судебно-медицинская экспертиза, проведенная в КБР, не смогла установить причин смерти 26-летнего Куашева, после чего была назначена повторная экспертиза в Москве. «Причина смерти Куашева по заключению экспертиз, которые проводили главные судебные медики РФ, - острая коронарная недостаточность. Данных, указывающих на смерть от отравления, у комиссии не имеется», - заявил Устов. По его словам, уголовное дело по факту смерти Куашева не приостанавливалось, срок его расследования продлен до 16 апреля 2016 года. «Дело находится на особом контроле председателя следственного комитета Александра Бастрыкина, мы еженедельно отчитываемся о ходе расследования. Уже допрошено более 100 свидетелей, дано более 200 поручений о производстве оперативно-следственных мероприятий. Надеюсь, что до апреля мы поставим окончательную точку в этом деле», - отметил руководитель СУ СК.

ДЕКАБРЬ, 25
Информационная телепрограмма «Новости. Томск»
Денис Солдаткин
В Томске корреспондент информационной программы «Новости. Томск» Денис Солдаткин пытался получить комментарий о фонтане кипятка посреди зимнего города. Однако Сергей Панасюк - директор компании, которая обслуживает теплосети, - набросился на репортера и резко оттолкнул его в сторону. «Уйдите, сказал! Сейчас в лоб дам, парень», - сопровождал угрозами физической расправы свои действия коммунальщик. Размахивая руками, директор-задира освободил себе проход и удалился от съемочной группы. Руководитель телепрограммы «Новости. Томск» Марк Подберезин сообщил: «Это было в перерыв во время собрания думы. Мы были на месте, когда прорвало трубу, и Панасюк там был, но мы не стали брать у него комментарий, смысла не было – еще не было ясно, в чем причина. Решили сделать это позднее, на думе, – рассказал собеседник. – Назвать этот вопрос провокационным сложно. Наш журналист Денис Солдаткин подошел узнать, что произошло. Все видео – это попытка к нему подойти. Потом, когда он уже уходил с собрания думы, он подошел к Денису. Это уже не было под запись, я не могу точно передать те слова, которые были сказаны, но поступили реальные угрозы. Это слышали коллеги из других средств массовой информации. Нашему журналисту поступила угроза. Для меня это шок. Я сегодня переживаю за безопасность нашего журналиста, и если с ним что-то случится, будем подозревать Сергея Пансюка». Марк Подберезин также добавил, что в телекомпанию поступал звонок от пресс-службы «ТомскРТС». Они пытались принести извинения, добавляя, что сам Панасюк хочет принести извинения. «Но мы их не принимаем, потому что он вел так себя и хамил публично. Выходку устроил публично, а извинение в кулуарах нам не нужны. Планов обращаться в прокуратуру у нас пока нет, нам важнее сейчас максимальная огласка. Мы хотим, чтобы и телезрители, и избиратели увидели, кто у нас сидит в городской думе и как они относятся к томским журналистам и людям, которые живут в городе», – резюмировал собеседник.

ДЕКАБРЬ, 25
«Владимирская газета «Томикс»
Ранним утром во Владимире киоски «Роспечати» методично объезжали молодые люди и скупали последний номер «Владимирской газеты «Томикс». Основная версия редакции – это «молодогвардейцы». В редакцию, не переставая, звонят читатели, которым не достался свежий номер еженедельника. В одном из киосков сообщили, что к ним обратился молодой человек с пачкой денег в руках. Он купил всю пачку поступивших газет и поехал дальше. Читатели сообщают, что молодых людей было двое. Что могло привлечь в этом номере злоумышленников, лишивших граждан информации, можно только догадываться. Как раз накануне владимирская ячейка «Молодой гвардии Единой России» разослала в СМИ информацию со своей версией событий. А также копию решения Октябрьского районного суда от 18 декабря 2015 года. Что любопытно. Редакции сообщили, что решение будет готово только 25 декабря и предложили получить его в этот день в 14.00. То есть, владимирские «молодогвардейцы» оказались в предпочтительном положении. Им копию решения выдали на день раньше. В распространенной по СМИ информации приводится комментарий руководителя регионального штаба МГЕР Олега Макарова: «Утверждения о том, что деятельность «Молодой Гвардии» направлена на воспитание фашистов порочат деловую репутацию нашей организации не только потому, что обвиняют в нарушении законодательства Российской Федерации, но и потому, что цели и задачи «Молодой Гвардии» направлены на воспитание патриотизма в молодежи, уважении к истории нашей страны, сохранение и преумножение культуры, содействие развитию науки, спорта и туризма, пропаганду лучших достижений и традиций российского государства с целью интеграции и взаимопонимания поколений. Все эти и другие цели закреплены в Уставе нашей организации и воплощаются в каждом из наших многочисленных проектов и все они прямо противоположны целям и идеям фашизма. И эти утверждения ни в какой, даже малейшей мере, не соответствуют действительности. Мы надеемся, что данный пример будет показательным – всякий раз мы будем бороться за свою репутацию и отстаивать честь нашей организации». На следующий день произошла тотальная скупка газет в киосках «Роспечати».

ДЕКАБРЬ, 26
Газета ТВР-Панорама
Директор предприятия «Карбон-шунгит» и депутат парламента Карелии Виталий Красулин подал заявление в Арбитражный суд, требуя опровержения недостоверных сведений, опубликованных в газете ТВР-Панорама. «Журналисты должны отвечать за свои слова. Если в статьях полностью искажаются факты о работе предприятия, перевираются результаты деятельности нашего коллектива, информация подается тенденциозно и однобоко, СМИ должно нести ответственность», - считает Виталий Красулин.

ДЕКАБРЬ, 28
Сайт «Карелинформ»
Владелец торговой сети «Ленторг» Василий Попов разместил в социальной сети информацию о том, что заплатит 100 тысяч рублей тому, кто сообщит ему фамилию журналиста, пишущему на сайте «Карелинформ» под псевдонимом «Виктор Кузьмин». В последней публикации этого автора речь шла об уголовном деле, возбуждённом в отношении Василия Попова, его жены Анастасии Кравчук и ещё двоих фигурантов дела о мошенничестве, участвовавших в приобретении муниципального здания в Петрозаводске. Следственные действия завершены и дело передано в суд. О чём и написал автор статьи, разыскиваемый Поповым. Сам В. Попов тоже разыскивается, он скрылся за границей и находится в данный момент в Финляндии. Он считает, что его преследует по политическим мотивам, и намерен просить политического убежища в Финляндии. Тогда как правоохранительные органы России требуют его экстрадиции на родину. В. Попов объявлен в международный розыск.

ДЕКАБРЬ, 28
Газета «Приамурские ведомости»
Газета «Приамурские ведомости», старейшая в Хабаровском крае, оказалась на грани банкротства: она не получила ожидаемой субсидии от региональной власти - одного из своих учредителей. Газете нечем платить работникам, не на что выпускать новые номера. Долги по зарплате составляют около 2 миллионов рублей, есть задолженность и перед типографией, и перед государственными фондами. Трудности с финансами возникли в прошлом году - тогда изменился порядок выплаты помощи СМИ из краевого бюджета. Платить стали не авансом, а по факту понесенных затрат, кроме того, кризис обрушил рынок рекламы и поднял цены на бумагу и печать. Субсидия, на которую рассчитывала газета, полностью вывела бы редакцию из кризиса, но по итогам конкурса на возмещение затрат, объявленного комитетом по печати правительства Хабаровского края, газета впервые за последние годы набрала недостаточное количество баллов и денег не получила. В редакцию прислали бумагу за подписью заместителя председателя регионального правительства по внутренней политике Виктора Марценко, в которой руководству поручается «разработать комплекс мероприятий по выходу ООО «Редакция газеты «Приамурские ведомости» из сложившейся сложной экономической ситуации, разместить в редакции доску объявлений и закрепить за ней ответственных лиц. Обеспечить размещение на доске объявлений основной информации о деятельности «общества», а также подумать о разделении полномочий гендиректора и главного редактора. Мы уже сообщали, что на грани банкротства оказалась и популярная в крае газета «Молодой дальневосточник», которой комитет по печати также отказал в субсидии - редакция, якобы, не смогла подтвердить факт распространения газеты на территории Хабаровского края. Прежние документы, с которыми «МД» успешно получал баллы в предыдущих конкурсах, почему-то краевую власть не удовлетворили (см. монитор за ноябрь 2015 года). У краевых журналистов и раньше возникали вопросы к комитету по печати. Почему, например, на фоне сокращения бюджетного финансирования старейших газет края выделялись деньги на создание нового бесплатного издания «Хабаровский край сегодня», где много места уделялось правительственной информации о работе губернатора Вячеслава Шпорта? А летом стало известно об обысках в комитете, глава которого Владимир Чернышов оказался фигурантом нескольких дел. Впоследствии прокуратура нашла на счетах чиновника 15 незадекларированных миллионов рублей. Чернышов покинул пост главы комитета. Сейчас обязанности руководителя исполняет Константин Яниев.

ДЕКАБРЬ, 28
Мария Соловьенко
Во Владивостоке к редактору газеты «Народное вече» Марии Соловьенко предъявлен иск о защите права на изображение и взыскание компенсации морального вреда. Истец, Александр Хитров, сообщил, что в газете «Народное вече» от 23 марта 2015 года была опубликована его фотография, хотя он не передавал ответчику - Марии Соловьенко - никаких фотографий и не давал согласия на использование его изображения. «В связи с незаконным использованием ответчиком его изображения (фотография) в газете, он испытывал моральный вред, который выразился в страданиях и переживаниях, плохом самочувствии. Ответчица и её газета крайне ему неприятны, он бы ни в каких обстоятельствах не предоставил ей согласия, что в данном случае только усугубило моральные переживания», говорится в исковом заявлении. Истец оценил причинённый моральный вред в размере 100 000 рублей, дополнительно он сообщил, что о публикации его фотографии в газете «Народное вече» ему сообщил знакомый. Данная фотография была размещена в его блоге в интернете, «однако согласия на размещение фотографии в газете «Народное вече» он не давал». В решении суда подчеркивается, что «изображении гражданина относится к его нематериальным благам. Из материалов дела следует, что в газете «Народное вече» фотография Александра Хитрова с указанием имени была использована как иллюстрация. Суд подчеркнул, что ответчиком не предоставлено суду доказательств наличия согласия истца на опубликование фотографии и пришел к выводу о нарушении ответчиком Соловьенко личных неимущественных прав истца. Суд решил исковое заявление Александра Хитрова удовлетворить частично, взыскать с Соловьенко компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.

ДЕКАБРЬ, 28
Телеканал «Сампо»
Как сообщила в выпуске новостей телеканала за 28 декабря ведущая Анна Хамбир, с 1 января телеканал «Сампо» (Карелия) прекращает свое вещание. Работать журналисты теперь будут в Интернете, по всей вероятности, в ИА «Республика». Ранее уже появлялась информация о закрытии телеканала, в частности, в апреле нынешнего года СМИ писали о закрытии новостного блока канала, а часть работников отказались выходить на работу.

ДЕКАБРЬ, 29
Съемочная группа телеканала ТВ21
Телекомпания ТВ 21 (Мурманск) получила ответ следователей по поводу нападения на ее съемочную группу. «Нам пришел официальный отказ в возбуждении уголовного дела по поводу нападения на съемочную группу ТВ-21», - сообщили журналисты. История произошла 13 ноября. Корреспондент ТВ-21 Сергей Ширяев и телеоператор Борис Савельев на борту судна «Трепанг» у причала в поселке Три Ручья снимали репортаж о моряках, которым не платят зарплату. Успели записать интервью с боцманом и старшим помощником капитана. И после этого подверглись нападению (см. монитор за ноябрь 2015 года). В этот же вечер журналисты написали заявление в полицию и следственный комитет. И вот спустя полтора месяца из мурманского Следственного отдела на транспорте пришел отказ в возбуждении уголовного дела. Вот один из доводов следователя: «…В ходе процессуальной проверки установлено, что собственники судна Горбунов А.В. и Александров А.Ю. действительно 13.11.2015 пытались препятствовать сбору информации на судне, однако в дальнейшем никаким образом не препятствовали выходу в эфир снятых на их судне видеоматериалов, то есть, установлено, что Горбуновым А.В. и Александровым А.Ю. не были нарушены права профессионального журналиста на распространение информации и в их действиях отсутствуют признаки состава преступления». Получается, что с журналистом можно делать все, что угодно, лишь бы эфир не пострадал. А если сюжет вышел, то и воспрепятствования профессиональной деятельности как бы не было.

ДЕКАБРЬ, 29
Сергей Вилков
Корреспонденту саратовского интернет-издания «Общественное мнение» Сергею Вилкову предъявили обвинение в клевете, сопряженной с обвинением в тяжком преступлении (часть 3 статьи 129 УК РФ). Об этом сообщается на сайте издания. Инициатором дела в отношении Вилкова был депутат Саратовской областной думы Сергей Курихин, фигурант нескольких расследований журналиста. Вилкова обвиняют в публикации в социальных сетях документов, которые указывают на возможное криминальное прошлое депутата. Также Вилков писал в социальных сетях, что депутат может быть причастным к нападению на журналиста 13 января 2015 года. Кроме того, весной 2014 года «Общественное мнение» опубликовало статью Вилкова, в которой он предполагает, что Курихин связан с саратовскими националистами. С начала 2015 года в отношении журналиста Вилкова возбудили несколько административных дел, также в отношении него проводили проверку по делу о возбуждении ненависти и вражды (статья 282 УК РФ). Кроме того, Вилков снова стал фигурантом дела о незаконном хранении оружия (часть 1 статьи 222 УК РФ), которое закрыли в 2007 году за отсутствием состава преступления. Как сообщает «Общественное мнение», это дело снова было закрыто, на этот раз по прошествии сроков давности. Вилков заявлял, что оружие ему подкинули сотрудники управления МВД по борьбе с организованной преступностью. В 2015 году дело возобновили по заявлению юриста, представляющего интересы депутата Курихина. Вилков воспользовался правом на прекращение дела. Ранее он мотивировал это намерение тем, что главное доказательство его невиновности уничтожено – спустя восемь лет с оружия уже невозможно снять отпечатки пальцев. В 2007 году полиция отказалась это делать, несмотря на ходатайство Вилкова.

ДЕКАБРЬ, 30
Сайт издания Компромат Урал
Сайт издания Компромат Урал (kompromatural.ru) подвергается DDoS-атакам. 28 декабря на сайте издания вышел материал под название ««Не послать ли нам губернатора…!?». Свердловская область в хроническом ожидании отставки Евгения Куйвашева», а в течение долгого времени журналисты издания систематически критиковали губернатора Куйвашева. Ряд эксклюзивных материалов на сайте «Компромат-Урал» может указывать на то, что издание может иметь отношение к «силовикам» - предположительно, прокуратуре Российской Федерации. Если организаторы DDoS-атаки не опасаются, что их могут раскрыть, то нельзя исключать, что за ними может стоять какой-то орган власти. Учитывая, что «Компромат-Урал» критикует губернатора Куйвашева, о том, кто может стоять за атаками можно попробовать догадаться…

ДЕКАБРЬ, 30
Вадим Тюменцев
Кировский райсуд Томска 30 декабря огласил приговор блогеру Вадиму Тюменцеву. Он признан виновным по статьям 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет») и 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Как ранее сообщал ФЗГ, основано обвинение, предъявленное блогеру еще в феврале с.г. областными управлениями СК и ФСБ, на двух видеосюжетах, которые он разместил на сайте YouTube и личной странице «В контакте» - «о выдворении из Томска луганско-донецких беженцев»» и «о перекрытии улицы в знак протеста против маршрутного беспредела». Накануне объявления приговора Тюменцев выступил с последним словом. Он заявил, что считает сфабрикованным возбужденное в отношении него уголовное дело. В частности, подсудимый сказал, что построено оно на лингвистической экспертизе и явке с повинной: эксперт, считает он, «интерпретировал его высказывания с искажением смысла», а явка была получена следствием, по словам блогера, путем шантажа со стороны сотрудников ФСБ. «Мне было сказано: или пишу явку с повинной, или сейчас же посадят в СИЗО». Также Тюменцев заметил, что не ставил целью «разжигание ненависти к украинскому народу» и «не призывал к свержению действующей власти». Разжечь ненависть, полагает он, было в принципе невозможно, потому что к моменту выхода его трехминутного ролика в эфир, «это было сделано с помощью госканалов и путем информационной войны». То, что полыхает, разжечь нельзя. Плюс к тому, сказал блогер, «сторона обвинения не представила доказательств, что видеоролики размещены мной», тем не менее, продолжил Тюменцев, «я не отказываюсь от своей гражданской позиции». Что касается «призывов к экстремистской деятельности» и «разжигания ненависти к власти», то, как заявил его адвокат, призывы к участию в несогласованной мирной акции не входит в перечень экстремистских, а мэр и губернатор, критикуемые в этом сюжете автором - «не социальная группа, а персоналии»: согласно действующему законодательству, пределы допустимой критики в отношении должностных лиц и профессиональных политиков шире, чем в отношении других граждан. Напомним, прокурор Евгений Трушин попросил суд лишить блогера свободы на 4 года с отбыванием наказания в колонии-поселении, а также лишить его в течение двух лет права размещать в Интернете общедоступную информацию. Но судья Екатерина Галяутдинова сочла запрос гособвинения слишком мягким. В приговоре, сообщает агентство новостей ТВ 2, отмечено, что «в ходе судебных заседаний Тюменцев не признал свою вину». Также констатируется, что «свидетели охарактеризовали подсудимого положительно, и сказали, что при просмотре материалов, на которых основано обвинения у них «не возникло чувство ненависти». В то же время он «написал явку с повинной» насчет высказывания о том, что «действующая власть носит антинародный характер и должна пасть». Позже блогер, по версии следствия и суда, удалил этот видеоролик, однако довод о том, что явка была написана под давлением, суд счел несостоятельным. Суд пришел к выводу, что Вадим Тюменцев «совершил два умышленных преступления средней степени тяжести против основ конституционного строя и безопасности государства» и решил. что он заслуживает большего наказания. чем затребовал прокурор. Приговор: 5 лет колонии строгого режима и запрет в течение трех лет пользоваться интернетом. В ноябре правозащитный центр «Мемориал» признал блогера Тюменцева политическим заключенным. Его адвокат заявил, что будет обжаловать приговор в вышестоящей судебной инстанции.


Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни