Результаты мониторинга
10 Декабря 2015 года

Результаты мониторинга ФЗГ – ноябрь 2015

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов и блогеров4 (съемочная группа телеканала «Пятница», Санкт-Петербург; съемочная группа телеканала ТВ21, Мурманск; Андрей Темнов, заместитель главного редактора портала БАБР, в Иркутской области; Александр Холодов, ведущий программы «Фонтанка.Офис», Санкт-Петербург).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры3 (сайт «Дебри-ТВ», Хабаровск; Первый канал, Москва; сайт «Комсомольской правды», Москва)

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 1 (Екатерина Вологженинова, блогер, Екатеринбург).

Увольнение редактора, журналиста().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 7 (Максим Костюшин, фотокорреспондент ИА «PenzaNews», Пенза; Давид Френкель, фотограф интернет-издания «Йод», Санкт-Петербург; Владимир Роменский, корреспондент телеканала «Дождь», Москва; Нигина Бероева, журналист-фрилансер, Москва; Григорий Туманов, корреспондента газеты «Коммерсантъ», и Дмитрий Коротаев, фотограф этого издания, оба – в Махачкале; Владимир Севриновский, независимый журналист, и съемочная группа канала National Geographic, все - в Северной Осетии; съемочная группа украинского телеканала СТБ, в Воронеже).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 13 на сумму 5 200 000 рублей Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 8, удовлетворено – 4, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 376 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 34

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 3 (Антон Скальд, блогер, Нижний Новгород; Андрей Темнов, заместитель главного редактора портала БАБР, в Иркутской области; Александр Сологуб, журналист «Делового Петербурга», Санкт-Петербург).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (украинские СМИ в северной части Крыма).

Прекращение выхода СМИ 3 (газета «Новое знамя», газета «Верхотурская неделя», обе - Свердловская область; газета «Молодой дальневосточник», Хабаровск).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Московский комсомолец» на Кубани», Краснодарский край)

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий1 (портал «Бабр.ру», Иркутск).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 2 (компьютеры телеканала ATR, Симферополь; компьютеры сайта «15 минут», Симферополь).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление()Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 52

НОЯБРЬ, 1
Телепрограмма «Телефакт»
Прокуратура Советского района Челябинска передала материалы дела о нападении на съемочную группу телеканала «Восточный экспресс» в суд. Конфликт произошел 8 августа 2015 года возле горящего здания заброшенного элеватора в центре Челябинска. В тот момент, когда оператор и корреспондент телепрограммы «Телефакт» спокойно работали, никому не мешая, к ним подошли двое молодых людей. Не представившись, они стали агрессивно требовать прекратить запись, аргументируя это тем, что частную собственность снимать нельзя. Журналисты продолжили работу, и тогда неизвестные перешли от слов к делу – один из них ударил корреспондента, выхватил сотовый телефон из рук девушки и бросил его на асфальт (см. монитор за август 2015 года). Следствие установило, что одним из нападавших, требовавших прекратить съемку и отталкивавших камеру был нетрезвый предприниматель по фамилии Соляев. Он закрывал рукой объектив камеры, ударил девушку-журналистку в плечо и, толкая оператора с камерой, требовал от него сесть в автомобиль. Видео о нападении размещено на сайте телекомпании и на других ресурсах, именно оно и послужило главным доказательством в этом инциденте. Теперь г-ну Соляеву предстоит ответить в суде за действия, которые Уголовный кодекс называет «воспрепятствованием профессиональной деятельности журналиста, соединенным с насилием» и карает наказанием до 6 лет лишения свободы. ФЗГ будет следить за развитием событий, ведь судебный процесс по делу о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов – явление очень редкое.

НОЯБРЬ, 1
Николай Потапов
В Ставропольском краевом суде закончился процесс над убийцами правозащитника, эколога, редактора газеты «Сель-Совет» Николая Потапова (см. монитор за (см. монитор за декабрь 2014 года, март 2015 года). Члены организованной преступной группы - братья Сергей, Николай и Александр Виноградовы, а также Александр Мустафаев, признаны виновными в преступлении - убийстве, совершенном организованной группой, по найму. В суде установлено, что организовал убийство Потапова Александр Мустафаев, предложив Сергею Виноградову стать его исполнителем за денежное вознаграждение. При этом Мустафаев передал последнему огнестрельное оружие. Готовясь к совершению преступления, Сергей и Николай Виноградовы в течение длительного времени следили за жертвой, а также похитили таблички с государственными регистрационными автомобильными номерами и прикрутили их на используемую ими машину. Убивали Потапова 18 мая 2013 года, утром, в салоне его автомобиля, припаркованного возле ворот. Сергей Виноградов, в перчатках и балаклаве (напоминаем, он - бывший сотрудник буденновской полиции, ветеран боевых действий), подбежав к машине и разбив боковое стекло, выстрелил в Потапова 6 раз, смертельно его ранив. Александр Виноградов в это время дома отвечал на звонки, поступающие на телефоны братьев, создавая им алиби. Истекающий кровью Потапов нашел силы сообщить жене номер машины, на которой уехали нападавшие. Подельники получили различные сроки – от 15 до 18 лет и будут отбывать наказание в исправительной колонии строгого режима. Приговор пока не вступил в законную силу. Следствие и суд так и не установили заказчика убийства, да, видно, и не очень-то старались это сделать. Убитый не знал никого из осужденных. Кому перешел дорогу пенсионер-правозащитник, на своем принтере печатавший газету и на своей старенькой «Оке» развозивший ее по ящикам односельчан? Кого задели его сообщения о злоупотреблениях власти, о махинациях с «золотой» курортной землей? От кого Мустафаев получил заказ на физическое устранение беспокойного правдоискателя? Кто свел его с приехавшим в район, умеющим стрелять, остро нуждающимся в деньгах Сергеем Виноградовым, ведь они ранее тоже не были знакомы? У кого закупал патроны к револьверу убийца Сергей Виноградов? Как вообще обвинительное заключение, изобилующее белыми пятнами, мог написать следователь в ранге майора юстиции и как его мог утвердить прокурор? И, наконец, откуда у подонков, так остро нуждающихся в деньгах, дорогостоящие адвокаты? Родственники подельников утверждали, что не они выбирали и оплачивали адвокатов. Сам Мустафаев, осужденный как организатор убийства, не раз утверждал, что с убитым он знаком не был. И, тем не менее, показал убийцам его портрет, назвал машину, адрес, где тот проживает. И сказал, что Потапов «мешает жить одному очень большому человеку». Кто этот большой человек? И есть ли правда в словах Мустафаева, после вынесения приговора кричавшего, что следствие намеренно уничтожило все улики, «ведущие наверх»? Похоже на то, что в нашей стране это становится обыденным – не получать ответы на такие вопросы.

НОЯБРЬ, 2
Фотоклуб «Со-бытие»
Решением Министерства юстиции фотоклуб «Со-бытие», созданный известными омскими журналистами Александром Румянцевым и Василием Мельниченко, признан иностранным агентом. Ни тот, ни другой, впрочем, и не скрывали, что некоторые их акции финансируются из-за границы. В частности, с помощью иностранцев в Омске в июне прошел арт-фестиваль «Пространство множественности». Камерная по своему характеру выставка, рассчитанная на эстетов-любителей, вызвала небывалый резонанс, намного превысивший сумму гранта (10 тысяч у.е.). «Раскрутил» ее центр по борьбе с экстремизмом, создавший информационный повод, подхваченный федеральными, в том числе и англоязычными СМИ: сотрудник этого центра сообщил организаторам, что на один из экспонатов поступила жалоба от Омской епархии, и предупредил, что за это им «придется нести ответственность»: возмутила священников, по словам полицейского, трехметровая инсталляция «Мусорный Иисус», созданная из разного рода бытовых отходов – пакетов, бутылок, коробок, одноразовой посуды, ячеек из-под яиц и т.п., собранных молодыми художниками во время прогулок по городу. Экспонат, на изготовление которого они потратили месяц, не простоял и дня: в парк приехали коммунальщики (очевидцы их распознали по цвету униформы) погрузили скульптуру на грузовик и вывезли на помойку. Благодаря «оранжевым вандалам» (можно догадаться, кто им дал указание) выставка приобрела мировое звучание: сообщили о ее разгроме даже центральные телеканалы. Продолжение перфоманса стало куда более радикальным, чем сама статуя: комментаторы в соцсетях писали, что вывоз на свалку скульптуры Христа – это и есть настоящее кощунство, а то, что он сделан из мусора, вполне соответствует православным канонам – «он и по жизни нищенствовал, был бомжом – ходил в рубище, босиком». Сами создатели инсталляции говорили, что «хотели привлечь своей работой внимание к разрушению исторической и культурной памяти», а также к замусоренности городской среды. Смыслов в «Мусорном Иисусе» можно было увидеть много, а вот «оскорблений чувств верующих» в нем, как выяснилось, вовсе нет. В те же дни Омская епархия опубликовала на своем официальном сайте заявление, что информация о ее «недовольстве арт-объектами фестиваля и обращении по этому поводу в правоохранительные органы не соответствует действительности: никаких претензий к художникам у нее нет, «конфликта между епархией и представителями творческого сообщества не существует». Получается, что оскорбила выставка только чувства сотрудников Центра по борьбе с экстремизмом, и задело их за живое, вероятно, именно то, что ее проспонсировали «враги России». Борьбу с ними продолжило Министерство юстиции: по словам Александра Румянцева, настоящей причиной зачисления «Со-бытия» в иностранные агенты стал прославивший его арт-фестиваль. Согласно данным, опубликованным на сайте ведомства, фотоклуб осуществлял «воздействие на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики». Руководитель «Со-бытия» не согласен с такой формулировкой, но, как сказал он корреспонденту Сиб.Фм, не собирается оспаривать ее в суде. Никаких политических и финансовых дивидендов «Пространство множественности» ее организаторам не принесло: Василий Мельниченко после июньского скандала уехал, видимо, надолго, в Германию, Александр Румянцев сейчас в поисках работы. Оба, по мнению журналистского сообщества, относятся к числу лучших фотокоров и фотохудожников Омского региона.

НОЯБРЬ, 2
Алексей Фролов
Главного редактора «Новой газеты в Рязани» Алексея Фролова вызвали для дачи объяснений в прокуратуру Советского района. Об этом сообщается на сайте издания. Ранее региональное управление министерства юстиции попросило возбудить в отношении Фролова уголовное дело за якобы предоставление заведомо ложных сведений при внесении изменений в ЕГРЮЛ. Издание не исключает, что интерес к СМИ может быть связан с тем, что журналисты отказываются прекращать расследование застройки на территории музея-заповедника Сергея Есенина.

НОЯБРЬ, 2
Телерадиокомпания «Урал-Информ ТВ»
Мотовилихинский районный суд Перми назначил филологическую экспертизу по иску о защите чести и достоинства местного депутата Дмитрия Скриванова. Он требует компенсацию в 100 тыс. рублей с телерадиокомпании «Урал-Информ ТВ» за полдюжины фраз, размещенных в эфире и на сайте под заголовком «Политический неудачник». Единоросс из Заксобрания Пермского края обиделся на публикации от 8 июня. Недостоверными и порочащими он счел слова о своих неудачах в общественной и депутатской деятельности, кратковременной работе в созданном при российском правительстве Фонде по развитию моногородов (ФРМ). На первое судебное заседание Д. Скриванов не явился. Его представитель Петр Цехмистер попросил назначить филологическую экспертизу. Представитель ответчика – замдиректора по правовым вопросам медиа-группы «УралИнформ» Дмитрий Кажин – не возражал. Вопрос «Имеется ли в оспариваемых материалах негативная информация?» он дополнил словом «критическая». В своем отзыве Д. Кажин напомнил, что за последнее время истец утратил руководящие должности в партии «Единая Россия» и правительственном ФРМ. Ранее Д. Скриванов служил заместителем председателя краевого ЗС, а теперь – рядовой депутат. В оспариваемых материалах есть ссылка на статью «Очередное фиаско Дмитрия Скриванова» (газета «Московский комсомолец» в Перми» от 5 июня), где говорится об этих событиях. «Телекомпания опубликовала критическое мнение на основании газетной статьи, а не утверждение о факте», - сказал представитель ответчика. Судья Елена Котельникова поручила проведение экспертизы доценту ПГНИУ Елене Васильевой, установив срок до 16 декабря. Депутат хочет, чтобы журналисты удалили видеосюжет с сайта www.uitv.ru. А вместо него дали опровержение в виде резолютивной части судебного решения, обеспечив непрерывное размещение в течение года. Компенсацию за якобы поруганное достоинство Скриванов оценил в 100 тыс. рублей.

НОЯБРЬ, 2
Телеканал ATR
Сайт «15 минут»
Эльзара Ислямова
Лилия Буджурова
Эдем Ислямов
Все СМИ
В Симферополе сотрудники правоохранительных органов пришли с обысками в редакции крымскотатарского телеканала ATR и сайта «15 минут», сообщили источники Крымской полевой миссии по правам человека. В редакциях, по их словам, изымают компьютерное оборудование. Ранее 2 ноября, сообщили правозащитники, обыски проходили в домах генерального директора телеканала Эльзары Ислямовой, ее заместителя Лилии Буджуровой и Эдема Ислямова - отца одного из владельцев телеканала Ленура Ислямова. В отношении Ленура Ислямова ФСБ возбудила уголовное дело о попытках продовольственной блокады Крыма. По какой статье возбуждено дело, в распространенном ФСБ сообщении не уточнялось. Журналистов на место проведения обыска правоохранители не допустили. Продовольственная блокада Крыма была объявлена 20 сентября. Участники акции, одним из инициаторов которой является Ислямов, пытаются помешать проезду на полуостров грузовиков с украинским продовольствием.

НОЯБРЬ, 3
Газета «Качканарский рабочий»
В ФЗГ обратилась главный редактор газеты «Качканарский рабочий» (Свердловская область) Маргарита Коновалова. Она сообщила, что 3 ноября 2015 года около 09.00 часов корреспондент газеты «Качканарский рабочий» Надежда Лесникова, имея при себе редакционное удостоверение и действуя на основании редакционного задания, прибыла на совещание профсоюзного актива первичной профсоюзной организации «Качканар-Ванадий». Она действовала на основании ст. 47 Федерального закона «О средствах массовой информации», в соответствии с которой журналист имеет право: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом, и т. д. Однако председатель первичной профсоюзной организации «Качканар-Ванадий» А. Пьянков не допустил корреспондента Надежду Лесникову на совещание профсоюзного актива. Кроме того, дважды - 22.07.2015 года и 30.09.2015 года - редакция газеты «Качканарский рабочий» от имени главного редактора Коноваловой в письменной форме обращалась к председателю профкома «Качканар-Ванадий» Пьянкову с просьбой разрешить корреспонденту «КР» присутствовать на совещаниях профсоюзного актива, на что дважды в письменной форме был получен отказ.

НОЯБРЬ, 3
«Новая газета»
Телекомпания «Арктик ТВ»
ИА «Reuters»
Поселок Никель Мурманской области становится перевалочным пунктом для беженцев, желающих получить политическое убежище в Норвегии. Причем львиная доля этих людей – вовсе не сирийцы. В основном - подданные Афганистана, Пакистана. Есть даже гости из Монголии. Путь в заветное Северное королевство у беженцев начинается с аэропорта или вокзала. Вскладчину берут такси до Никеля. Первая остановка – на КПП возле пункта Титовка. Здесь же возникают первые проблемы у журналистов, делающих материал о скоплении мигрантов. Пограничники запрещают снимать КПП, беседовать с таксистами или гостями из южных стран. С такими преградами со стороны людей в погонах столкнулись представители «Новой газеты», мурманской телекомпании «Арктик ТВ» и международного ИА «Reuters». Запросы на имя начальника пограничного управления ФСБ России по Республики Карелия, а именно в их введении находится данный участок, ничего не дают – документы просто остаются без ответа. А всем журналистам, пытающимся осуществлять свои профессиональные обязанности, сотрудники погранслужбы грозят арестом и задержанием. Как предполагают в «Новой газете», всё это может быть связано с тем, что за пересечение российско-норвежской границы у беженцев вымогают деньги.

НОЯБРЬ, 3
Вадим Штепа
В Петрозаводске состоялся суд над известным карельским блогером, писателем и журналистом Вадимом Штепой. С иском о привлечении его к административной ответственности в городской суд обратился Центр по противодействию экстремизму МВД Карелии, сотрудники которого посчитали, что своими публикациями в социальных сетях блогер нарушил федеральные законы, запрещающие использование в любой форме нацистской символики, а также публичное демонстрирование символики экстремистских организаций. «Мне вменяется в вину, в частности, публикация фотографии из поездки в Финляндию, на которой запечатлен финский танк времен войны со свастикой. Но таких снимков со свастикой у туристов, которые бывают в Финляндии или Таиланде, множество, и никому не приходит в голову считать это пропагандой фашизма, - рассказал Вадим Штепа перед началом судебного заседания. – После того, как я съездил на Украину, где знакомился с тем, как проходили выборы, написал свои впечатления о поездке и в качестве иллюстрации опубликовал фото с визиткой лидера «Правого сектора» (запрещенной в России организации) Дмитрия Яроша, участвовавшего в этих выборах. В Центре «Э» МВД Карелии этот снимок сочли пропагандой «Правого сектора», хотя я никого ни к чему не призывал. Кроме того, в другой публикации я сравнивал исторический карельский флаг с флагом «Правого сектора», и эту картинку тоже посчитали экстремистской». По словам блогера, о намерении сотрудников карельской полиции привлечь его к административной ответственности о узнал накануне судебного заседания. Штепу вызвали в Центр «Э», где показали возбужденное в отношении блогера дело. «Я думаю, что эти картинки – полная ерунда. Кому-то просто не нравятся мои публикации в разных изданиях, но поскольку к ним придраться сложно – они выдержаны в рамках закона, то сотрудникам правоохранительных органов пришлось искать другие возможности меня наказать, - заявил Вадим Штепа. – Я собираюсь в суде показать письмо Роскомнадзора, в котором разъясняется разница между пропагандой нацистской символики и ее какой-то демонстрацией. Потому что если мы приравняем демонстрацию к пропаганде, то нам придется запрещать почти все советские и российские фильмы о войне». Однако городской суд Петрозаводска не согласился с этими доводами карельского блогера и встал на сторону сотрудников правоохранительных органов. Вадиму Штепе назначен штраф в размере 1 тысячи рублей.

НОЯБРЬ, 3
Максим Костюшин
В ФЗГ обратился главный редактор ИА «PenzaNews» Павел Полосин, сообщивший о грубом нарушении прав журналистов - попытке воспрепятствовать законной профессиональной деятельности сотрудника информационного агентства «PenzaNews». «Утром 3 ноября служба охраны ООО «ТНС энерго Пенза» задержала фотокорреспондента ИА «PenzaNews» Максима Костюшина, когда он проводил на улице фотосъемку видов здания по заданию редакции к опубликованной накануне новости о наложенном на организацию штрафе в 650 тыс. рублей. Его препроводили в кабинет, где сотрудница ООО «ТНС энерго Пенза» прочла нотацию о якобы недопустимости фотографирования на улице здания без согласования с руководством организации. После этого сотрудник ИА «PenzaNews» был отпущен, но в итоге не сделал те кадры, которые хотел изначально, поскольку ему пришлось покинуть территорию. В свою очередь, заместитель генерального директора ПАО ГК «ТНС энерго» – управляющий директор ООО «ТНС энерго Пенза» Роман Чернов - бывший глава администрации Пензы (2005–2014) - заявил, что полностью поддерживает действия сотрудников службы охраны, однако затруднился объяснить, на основании какой нормы закона требуется согласовывать фотосъемку, которая проводится на улице.

НОЯБРЬ, 3
Съёмочная группа «ГТРК Ставрополье»
В Ставропольском крае Кочубеевский районный суд вынес приговор двум работникам карьера - Лаврентию Туршиеву и Виктору Молчанову, которые 21 августа этого года напали на съёмочную группу «ГТРК Ставрополье». Дело рассматривалось в особом режиме, так как оба подсудимых признали себя виновными. Телевизионщики по заданию редакции снимали в Кочубеевском районе репортаж о незаконной добыче полезных ископаемых на одном из местных карьеров. Туршиев и Молчанов набросились на оператора и журналистку, требуя прекратить съёмку. У оператора отбирали видеокамеру, кидали в него камнями, журналистку насильно удерживали за руку, чтобы она не смогла убежать. Под давлением и угрозами журналисты были вынуждены отдать видеокассету с записью (см. монитор за август, октябрь 2015 года). Приговором суда каждому из нападавших назначено наказание в виде трёх лет лишения свободы условно. Прокурор края Юрий Турыгин распорядился проверить соблюдение земельного и природоохранного законодательства в деятельности ООО «КубаньАгроСервис», разрабатывавшего карьеры в Кочубеевском районе. И выяснилось: добыча действительно велась незаконно.

НОЯБРЬ, 3
Давид Френкель
В Санкт-Петербурге во время акции Фонда борьбы с коррупцией были задержаны трое активистов и фотограф интернет-издания «Йод» Давид Френкель, сообщил в твиттере один из задержанных активистов ФБК Федор Горожанко. Полиция разогнала волонтеров Фонда, которые раздавали брошюру о незаконном обогащении. Активисты пытались провести свое мероприятие на конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции, которая проходила в Санкт-Петербурге. Активистов и фотографа доставили в отдел полиции № 37. После визита в ОВД депутата Заксобрания Петербурга Максима Резника задержанных отпустили.

НОЯБРЬ, 6
Александр Невзоров
Радиостанция «Эхо Москвы»
Председатель Петербургского отделения всероссийского движения «Народный собор» Анатолий Артюх заявил, что направил в прокуратуру Санкт-Петербурга заявление о привлечении к уголовной ответственности журналиста Александра Невзорова. Утверждается, что 2 ноября в эфире «Эха Москвы» в программе «Персонально ваш» Невзоров «позволил себе публичные оскорбления и клевету в отношении всенародно почитаемых православных святых равноапостольного князя Владимира, святых Петра и Февронии и грубые оскорбления русского народа». Подчеркивается, что эфир «имел место накануне государственного праздника, Дня народного единства, и, наряду с оскорблением миллионов православных верующих, был явно направлен на дискредитацию образа семьи и прочих духовных скреп России». Автор заявления предложил квалифицировать действия Невзорова по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Участников «Народного собора» также задел тот факт, что ведущая и главный редактор петербургской радиостанции Ольга Бычкова не пыталась «образумить» своего гостя. В связи с этим юристы движения «Народный собор» готовят заявление в Роскомнадзор с требованием привлечь к ответственности также радиостанцию «Эхо Москвы».

НОЯБРЬ, 7
Все СМИ
В Хабаровске поставлена точка в беспрецедентном деле по факту мошенничества, из-за которого открытое акционерное общество «Союзпечать» утратило право собственности на недвижимое имущество. Центральный районный суд Хабаровска приговорил к 5,5 и 6 годам лишения свободы соответственно двух акционеров ОАО «Союзпечать» А. Сильниченко и А. Миронова. Суд выяснил, что они нанесли ущерб акционерному обществу на сумму более 139 миллионов рублей и признал их виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ («Мошенничество»). В ходе судебного заседания установлено, что, являясь владельцами части акций ОАО «Союзпечать», Сильниченко и Миронов в 2012 году путем обмана добросовестных акционеров Общества организовали незаконное проведение внеочередного собрания акционеров. На нем они приняли решение о смене генерального директора, а также о формировании фиктивного состава Совета директоров из числа подконтрольных им лиц. Используя полномочия по распоряжению имуществом, мошенники совершили ряд незаконных и невыгодных для Общества действий и сделок. В результате право собственности на недвижимое имущество было приобретено подконтрольными им фирмами. Государственное обвинение было поддержано прокуратурой района в полном объеме. Помимо отбывания в исправительной колонии общего режима, осужденным назначено дополнительное наказание в виде штрафа - по 800 тысяч рублей каждому. Вступивший в законную силу приговор стал возможен благодаря коллективным усилиям, предпринятым общественными организациями отрасли НП НСРП «Союзпечать» и Ассоциацией распространителей печатной продукции (АРПП) и издательскими домами в Хабаровске а также коллегам из медиаотрасли, привлекших к этой истории широкое внимание общественности. Сотрудники группы компаний «Альянс», куда входит и ОАО «Союзпечать», благодарит всех коллег, кто протянул руку помощи, поддерживал и с пониманием отнесся к возникшим трудностям. Началась трудоемкая и кропотливая работа по возвращению имущества.

НОЯБРЬ, 8
Александр Грасс
В Советском райсуде Омска началось рассмотрение неожиданного искового заявления: ассоциация автоперевозчиков «Автодор» и ее лидер Николай Артемьев предъявили иск редактору портала «ОмскПраво» Александру Грассу. Заявители требуют признать несоответствующими действительности 7 статей, в которых рассказывается об их деятельности. При этом они не требует никакой компенсации за причиненный моральный ущерб, а только просят возместить им расходы на адвоката и проведение экспертизы в министерстве юстиции. За много лет у этой ассоциации сложилась в Омске определенная репутация, которую уже, кажется, изменить в худшую сторону довольно трудно. Судя по множеству публикаций, которые появлялись в разных омских изданиях - и до, и после оспариваемых – она активно участвует в конфликтах и чем-то напоминает боевую организацию. Названия материалов, где упоминаются и юридическое, и физическое лица истцов, говорят сами за себя: «На окраине Омска произошла перестрелка между маршрутчиками», «Разборки между омскими маршрутчиками. Четверо в больнице», «Работа омских перевозчиков похожа на «лихие 90-е», «По фактам конфликтов между омскими газелистами возбуждено 8 уголовных дел» и т.п. И до сих пор ни разу ассоциация и ее лидер не предъявляли претензий к СМИ. Чем так задели их за живое именно «ОмскПраво» и Александр Грасс, трудно сказать. Как пояснил редактор портала Фонду защиты гласности, он, готовя публикации, «всего лишь обобщил разрозненные сведения, полученные из полиции, омской мэрии, прокуратуры и судов, сопоставил фамилии, названия юрлиц». Кстати, на предварительном судебном заседании по иску группы «Автодор» выяснилось, что называется теперь эта организация по-другому – накануне обращения в суд она переименовалась в «Ассоциацию перевозчиков Западной Сибири». Председатель областного комитета по правам человека Валентин Кузнецов, представляющий в суде интересы ответчика, сказал нашему корреспонденту, что смена вывески, по его мнению, вызвана тем, что название «Автодор» воспринималось омичами, мягко говоря, неоднозначно. «Конкуренция на рынке частных перевозок давно уже превратилась в Омске в удушении мелких предпринимателей крупными – считает правозащитник - И достигается это, как правило, криминальными методами. А власти бездействуют». Начавшийся в Советском районном суде процесс, покажет, как к этой ситуации относится местно правосудие.

НОЯБРЬ, 9
Владимир Роменский
Нигина Бероева
В Москве по подозрению в мелком хулиганстве задержан художник Петр Павленский. Его задержали на Лубянской площади после того, как Павленский поджег дверь здания ФСБ. Вместе с ним были задержаны корреспондент «Дождя» Владимир Роменский и журналист-фрилансер Нигина Бероева, снимавшие акцию, но впоследствии их отпустили из полиции. Н. Бероева рассказала «Медиазоне», что с журналистов вязли объяснительные в отделении полиции. По ее словам, они написали, что не знали о сути акции и месте ее проведения. Павленский оставлен в ОВД «Мещанское». В полиции «Медиазоне» объяснили, что художника доставили в отделение за мелкое хулиганство - это статья административного кодекса. Журналисты были приглашены в качестве свидетелей. При этом они были задержаны более чем на пять часов, и все это время не отвечали на телефонные звонки.

НОЯБРЬ, 9
Алексей Андронов
В Следственный комитет и Федеральную службу безопасности России поступил запрос с просьбой проверить на экстремизм высказывания комментатора «Матч ТВ» Алексея Андронова. Об этом сообщает портал Ruposters. «Высказывания комментатора вызвали особо тяжкие общественно опасные последствия», спровоцировав бурную реакцию российских граждан», - заявил автор инициативы, юрист и публицист РИА Новости Илья Ремесло. По его мнению, записи Андронова в Twitter нарушают российское законодательство, а именно статью 282 Уголовного кодекса («Разжигание межнациональной розни»). 5 ноября Андронов оскорбительно высказался в адрес Новороссии и «любителей русского мира». Позже посты в соцсетях были удалены, а страница комментатора закрыта для просмотра.

НОЯБРЬ, 9
РБК
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом России (Росимущество) отказалось предоставлять журналистам РБК информацию о недвижимости, принадлежащей Управлению делами президента РФ, ссылаясь на недружественную политику ряда стран. Сведения о федеральной собственности — и в России, и за рубежом — должны заноситься в Реестр федерального имущества, гласит постановление правительства № 447, а затем, в соответствии с приказом Минэкономразвития № 329, — публиковаться в интернете на сайте Росимущества. Исключением являются данные о земле и недвижимости военных баз и космодромов, отнесенные к государственной тайне и охраняемые соответствующим законом. Заграничная собственность (если это не военные базы) этим законом не защищена. Раньше в постановлении Минэкономразвития был пункт, который запрещал публиковать данные об объектах, относящихся к «закрытым сведениям», но в марте 2011 года ограничение было снято. Тем не менее, работая над материалом об имуществе Управделами президента («Исследование РБК: чем владеет Кремль»), журналисты не обнаружили данных о загрансобственности ни в публичном Реестре федерального имущества, ни на сайте «Госзагрансобственности» (подконтрольное Управделами предприятие, управляющее собственностью РФ за границей). На сайте «Госзагрансобственности» есть данные только о 4 заграничных комплексах, все они — объекты культуры: Свято-Николаевский собор в Ницце, Подворье Русской православной церкви в Бари, Российский музейно-парковый комплекс в Иерихоне и Сергиевское подворье в Иерусалиме. Кроме того, нет никакой информации и на сайте самого Управделами. А в публичном Реестре федерального имущества за «Госзагрансобственностью» помимо 3 московских помещений их офиса числится один крымский санаторий — пансионат «Россия» в Евпатории. Он был закреплен за этим предприятием еще до присоединения Крыма к России. «В целях национальной безопасности, в том числе в связи с недружественной политикой ряда стран, сведения о федеральном имуществе, расположенном за рубежом, не размещаются в сети интернет на сайте Росимущества, по этим же основаниям предоставление данной информации по запросам СМИ является нежелательным», - гласит письменный ответ за подписью замруководителя Росимущества Алексея Чубаря. Журналисты РБК уже обратились к министру экономических отношений Алексею Улюкаеву (Росимущество — подведомственная организация Минэкономразвития) и первому вице-премьеру Игорю Шувалову с просьбой указать, в чьи полномочия входит предоставление СМИ сведений о зарубежном имуществе, принадлежащем государству. Однако ответа еще не последовало. «Вопрос очень щепетильный, ответа можете не ждать», - предупредил РБК источник, близкий к кабинету министров.

НОЯБРЬ, 9
«Общая газета.ру»
Электронное СМИ «Общая газета.ру» по решению Арбитражного суда Москвы должна будет удалить со своего сайта материал «Опасная гастроль», рассказывающий о том, как 38 артистов Приморского театра оперы и балета отравились подаваемой едой во время рейса «Трансаэро» и опубликовать опровержение. Кроме того, «Общая газета» и автор текста должны будут солидарно выплатить «Трансаэро» 200 000 рублей компенсации. Об этом пишет РИА «Новости». В публикации «Общей газеты» было сказано, что артисты, летевшие в ноябре 2014 года из Владивостока в Москву рейсом «Трансаэро», после прилёта в столицу стали жаловаться на боли в животе, расстройство пищеварения и тошноту. К вечеру того же дня все они были госпитализированы. «Трансаэро» опровергла свою причастность и потребовала 1 млн рублей в качестве компенсации. В решении суда отмечено, что «в ходе рассмотрения спора по существу ответчиком не представлено достаточных и достоверных доказательств в подтверждение достоверности опубликованных сведений». Апелляция по решению суда может быть подана в течение месяца. В декабре 2014 года пресс-служба «Трансаэро» опубликовала информацию о том, что расположенная во Владивостоке компания «Аэромар-ДВ», занимавшаяся приготовлением еды для авиакомпании, успешно прошла санитарно-эпидемиологическую проверку Роспотребнадзора. Тогда же «Трансаэро» заявила, что обнаруженное у артистов инфекционное заболевание не было связано с тем, чем их кормили во время полёта. Внутренняя проверка бортового питания «Трансаэро» также не показала каких-либо отклонений в качестве еды. Кроме того, по данным авиакомпании, сотрудники «Трансаэро» сразу после получения новостей о состоянии артистов обзвонили других пассажиров этого рейса - никто из них не жаловался на ухудшение состояния здоровья. 26 октября Росавиация отозвала сертификат эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро».

НОЯБРЬ, 10
Антон Скальд
Центр по борьбе с экстремизмом вызывает нижегородского блогера Антона Скальда на беседу. Об этом сообщил сам пользователь социальной сети на своей странице. «Не знаю, конечно, с чем это связано, может, профилактика какая, хотя, я никогда экстремистом-то и не был, ни в каких дуростях не участвовал и уж тем паче никогда за такое не привлекался. А может, кто и пожаловался на мои разоблачительные статьи, или юмора не понял, кто уж разберет. Полно угроз и оскорблений в личку шлют», - пишет А. Скальд. По его словам, борцы с экстремизмом хотят пообщаться с ним по поводу его страницы в социальной сети вконтакте. По совету юристов он попросил прислать ему официальную повестку.

НОЯБРЬ, 10
Екатерина Вологженинова
В производстве Железнодорожного районного суда Екатеринбурга находится дело по обвинению в экстремизме Екатерины Вологжениновой, которая, в соответствии с заключением эксперта УФСБ по Свердловской области лингвиста Мочаловой, размещала у себя на страничке в социальной сети ВКонтакте» информацию, направленную на возбуждение национальной ненависти и вражды по отношению к представителям власти в современной России, к добровольцам из России, воюющим на стороне ополченцев с востока Украины, к жителям востока Украины, не поддерживающих политический курс современной Украины. Этого заключения оказалось достаточно для возбуждения уголовного дела и для передачи его на рассмотрение в суд. Екатерина Вологженинова обвиняется по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства»). Максимальный срок наказания по данной статье Уголовного Кодекса России - 4 года лишения свободы.

НОЯБРЬ, 10
Портал Закс.Ру
Арбитражным судом Санкт-Петербурга вынесено решение о признании недействительной и порочащей Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов сведений, содержащихся в размещенной на портале ЗАКС.Ру статье «Весна»: Запесоцкий нарушает 29-ю статью Конституции» В частности, опровергаются свкдкния о том, что «Администрация Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП) и ректор Александр Запесоцкий нарушают 29-ю статью Конституции, гарантирующую гражданам свободу слова». Суд принял решение об удалении этой статьи с сайта, публикации опровержения и взыскании с ответчика 6 000 руб. Иск был предъявлен в сентябре 2015 года (см. монитор за сентябрь 2015 года).

НОЯБРЬ, 10
СМИ Башкортостана
В редакцию журнала «Журналист» поступило обращение, подписанное семью редакторами изданий из Башкортостана. В нем говорится: «В Республике Башкортостан в настоящее время проводится оптимизация СМИ, где учредитель – в основном агентство по печати СМИ РБ. Поскольку процесс в самом разгаре, окончательные выводы делать еще рано, однако хотелось бы обратить ваше внимание на следующие обстоятельства, которые негативно отражаются на работе СМИ: 1. Гонорар в изданиях сокращен в среднем в два раза; 2. Тиражи газет и журналов за последние годы упали в пять и более раз. 3. Зарплаты журналистов уменьшены на 20-30 процентов в связи с тем, что не платят премии; 4. Зарплата журналистов не индексировалась уже несколько лет. 5. Средняя зарплата по местным СМИ по нашим подсчетам 17 тысяч, тогда как средняя по журналистской среде в России составляет 22.500. 5. Все СМИ сократили коллективы на 20-25 процентов, зарплата тем не менее не выросла. 6. Коллективы редакций переводят в куда меньшие помещения, что нарушает КЗОТ и санитарные нормы, где нет места для встречи с авторами, читателями, для живой обратной связи, предложений, замечаний и т.д., для проведения творческих вечеров. 7. Все издания поделены на филиалы с единой бухгалтерией, что нивелирует усилия отдельных коллективов. Просим Вас помочь разобраться в этом вопросе в связи с тем, что СМИ республики играют важную роль в стабильности ситуации на местах, межнациональном мире и согласии, консолидации общества на началах патриотизма и любви к отечеству.

НОЯБРЬ, 10
СМИ Свердловской области
После открытия в Екатеринбурге регионального Дома журналистов в его стенах коллеги уже организовали немало встреч, где они получили возможность задать любые вопросы без ограничения руководителями области. Так, 10 ноября с редакторами районных и городских газет встретился губернатор Евгений Куйвашев. Главная тема общения - стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года. В частности, коллег из Серова интересовало, есть ли перспектива пустить скоростную электричку до их города. Верхнепышминцы обеспокоены тем, как идет реализация программы капитального ремонта. Для города Дегтярска важным является вопрос строительства нового предприятия, которое, по мнению некоторых горожан, может нарушить экологический баланс территории. Березовский, который имеет перспективу войти в состав «Большого Екатеринбурга», обеспокоен транспортным сообщением между столицей Среднего Урала и Березовским. Не остались без внимания и журналистские проблемы. Губернатора спросили, есть ли возможность учредить какой-либо грантовый фонд для поддержки творческих инициатив газетчиков и телевизионщиков. Евгений Куйвашев поручил помощникам проработать этот вопрос. Также недавно в Доме журналистов состоялся круглый стол на тему: «Маркировка телепрограммы в печатных СМИ: как прекратить практику преследования со стороны Роскомнадзора». В его работе, как сообщает сайт Свердловского творческого союза журналистов, приняли участие главные редакторы газет из Качканара, Березовского, Камышлова, Ревды, Режа и Верхней Пышмы, а также приглашенный медиаюрист из Ревды Михаил Хохолков. Собравшиеся обсудили важную для городских и районных газет проблему маркировки фильмов в телепрограммах, поделились опытом защиты интересов газет в суде, наметили пути конструктивного взаимодействия с контролирующими организациями. Была организована прямая видеотрансляция этого круглого стола, и уже из разных российских регионов пришли первые отзывы об этой теме, и вопросы от СМИ, на которые ответят эксперты.

НОЯБРЬ, 11
НТВ
Пресненский суд Москвы отклонил иск бывшего следователя МВД Павла Карпова к депутату Дмитрию Гудкову, сообщает «Интерфакс». Карпов пытался отсудить 2 млн рублей и заставить Гудкова опровергнуть свои слова о причастности экс-следователя к гибели юриста Сергея Магнитского. Карпов обратился в суд после выхода в эфир НТВ программы «Железные леди». По мнению бывшего следователя, Гудков «огульно» обвинил его в причастности к хищению 5,5 млрд рублей и гибели Магнитского. Депутат тогда заявил, что на украденные деньги Карпов купил себе дорогие автомобили, квартиру и недвижимость за рубежом. Экс-следователь также просил обязать НТВ удалить запись передачи (см. монитор за июнь 2015 года). Сергей Магнитский называл Карпова виновным в фальсификации уголовного дела в отношении руководителей Hermitage Capital Management, присвоении трех компаний фонда и использовании документов фирм для мошенничества на $230 млн. Авторы серии видеороликов «Каста неприкасаемых» утверждали, что Карпов накануне или сразу после хищения купил квартиру и машины на $1,5 млн при зарплате в $533. В 2012 году Карпов, дослужившись до подполковника, уволился из органов. Перед увольнением он подал в Высокий суд Лондона иск против бывших коллег Магнитского Уильяма Браудера и Джемисона Файерстона. Информацию о своей причастности к гибели Магнитского и дорогостоящих покупках он назвал «голословными утверждениями». Лондонский суд иск отклонил, и тогда Карпов решил обратиться в московский. В итоге ему удалось отсудить 8 млн рублей, хотя сначала он требовал компенсации в 6,16 млрд рублей.

НОЯБРЬ, 13
Все СМИ
В качестве одной из мер, принятых администрацией президента РФ после сообщений о появлении в эфире Первого канала съемки засекреченного документа, журналистам запретили снимать совещания до появления на них Владимира Путина. По словам корреспондента «Коммерсанта» Андрея Колесникова, входящего в кремлевский пул, теперь журналистов обязывают сдавать телефоны, а до появления на заседаниях Путина их теле- и фотокамеры должны быть направлены в стену. Также, по словам Колесникова, на одном из недавних заседаний на тему обороны все папки с материалами для обсуждения были накрыты белыми листами. Ранее газета «Московский комсомолец» сообщала, что журналистам запретили снимать участников президентских заседаний, за исключением самого Путина. 9 ноября президент РФ Владимир Путин провел совещание по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса. В телерепортаже с заседания был различим текст презентации океанской многоцелевой системы «Статус-6», в частности - описание ее предназначения, в том числе поражение объектов противника на побережье и создание зон радиоактивного заражения. Впоследствии внимание к ситуации привлек пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отреагировавший на публикации о предполагаемой утечке в блогах, и каналы, показавшие эти кадры, удалили видео со своих сайтов.

НОЯБРЬ, 13
Станислав Садальский
«Связной банк» подал в Арбитражный суд Москвы иск о защите деловой репутации к известному артисту и блогеру Станиславу Садальскому и компании «Рамблер Интернет Холдинг». На предварительные слушания 13 ноября представители истца и Садальского не пришли. Представитель второго ответчика заявил, что «Рамблер Интернет Холдинг» не имеет отношения к высказываниям Садальского, которые требует опровергнуть истец, поскольку они были опубликованы в «Живом журнале» артиста, которым владеет американская корпорация LiveJournal Inc. Представитель «Рамблера» не уточнил, о каких именно утверждениях Садальского идет речь в иске. Из материалов суда известно, что в иске заявлено три требования неимущественного характера. Суд отложил заседание на январь 2016 года, передает РАПСИ. Напомним, в мае 2015 года Садальский на своей странице в ЖЖ нелицеприятно высказывался в адрес владельцев и топ-менеджеров «Связного банка», а также в защиту режиссера Владимира Устюгова, которого якобы обманул «Связной банк».

НОЯБРЬ, 13
Вадим Тюменцев
Правозащитный центр «Мемориал», изучив дело томского блогера Вадима Тюменцева, пребывающего в следственном изоляторе седьмой месяц, пришел к выводу, что он является политическим заключенным. Как сказано на сайте организации, это решение принято ею, несмотря на то, что она не разделяет некоторые его высказывания. Ранее ФЗГ сообщал, что областными управлениями ФСБ и СК блогеру были предъявлены обвинения по статьям 282 УК РФ («Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды…») и 280 УК РФ («Публичные призывы к экстремистской деятельности) - см. монитор за сентябрь 2015 года. Состав этих преступлений силовые ведомства усмотрели в двух видеосюжетах, размещенных Тюменцевым на сайте Youtube и личной странице «Вконтакте». Правозащитники полагают, что, если опираться на действующее законодательство, то «даже теоретически» применить уголовную статью можно только к ролику «о выдворении из Томска донецкого-луганских беженцев». Хотя его содержание, по мнению «Мемориала», спорное, призывов к насильственным действиям в нем однозначно нет. Преследование же за ролик «о перекрытии улиц города в знак протеста против беспредела чиновников и маршруточников» ПЦ «Мемориал» находит полностью неправомерным: призывы к участию в несогласованной мирной акции «не входят в перечень экстремистских, а пределы допустимой критики в отношении должностных лиц и профессиональных политиков шире, чем в отношении других граждан». Оъем обвинения по обоим делам, считают юристы «Мемориала», «раздут искусственно», вменение двух статей УК «обосновывается одними и теми же аргументами, из чего следует двойное наказание за одно и то же деяние», общественная опасность которого «несоразмерна с избранной блогеру мерой пресечения». Теме не менее, Вадим Тюменцев пробудет под арестом еще, как минимум, 3,5 месяца – срок его содержания под стражей продлен до 28 февраля 2016 года, и, таким образом, блогер будет лишен свободы около года даже в том случае, если суд ему вынесет оправдательный приговор, или назначит условное наказание. «Право блогера на защиту - отмечают правозащитники - ограничено. Его интересы представляет адвокат, назначенный судом», не допустившим к делу двух человек, которые изъявили желание «безвозмездно стать общественными защитниками Тюменцева». В то же время с адвоката взята подписка о неразглашении. ПЦ «Мемориал» уверен, что для ограничения гласности процесса, идущего в Кировском райсуде, никаких оснований нет.

НОЯБРЬ, 14
СМИ Карелии
Сайт «Столица на Онего»
В Петрозаводске судят заместителя главы городского самоуправления Е. Сухорукову. Внимание к данному процессу со стороны журналистов пристальное, и потому почти на каждом заседании аншлаг. Е. Сухорукова и её адвокат с самого начала процесса просили судью оградить их от излишнего внимания фотокорреспондентов, и однажды уже возникала ситуация, когда по просьбе подсудимой репортёрам было запрещено вести видео и фотосъёмку в зале суда. После того эпизода, произошедшего в начале нынешнего года, Центр защиты прав журналистов и СМИ обращался с письмом на имя председателя Петрозаводского городского суда А. Судакова, выражая протест в связи с запретом исполнения журналистами профессионального долга. Однако, председатель горсуда счёл решение судьи, запретившего съёмку, законным. Теперь произошёл другой эпизод, когда фотосъёмка была запрещена уже не в зале заседания, а в вестибюле суда. Судебный пристав, увидев, что фотокорреспондент сайта «Столица на Онего» снимает в коридоре присутствующих, потребовал прекратить это делать. Затем, видя, что фотокорреспондент не убрал аппаратуру и продолжает работать, пристав пригласил его для объяснений в кабинет, где был составлен протокол о том, что журналист совершил административное правонарушение. Вскоре состоялся суд, и журналиста оштрафовали на 300 рублей за фотосъёмку в здании суда. В вину ему было поставлено то, что он не исполнил законное распоряжение судебного пристава (статья 17.3 КоАП РФ). Принимая такое решение, мировой судья сослался на «Правила пребывания посетителей в зале Петрозаводского горсуда». Журналистское сообщество с таким решением не согласно, и готовит апелляционную жалобу, требуя отмены решения мирового судьи. Федеральное законодательство, регулирующее сферу отношений судебных органов и СМИ, не содержит ограничений, прописанных в «Правилах пребывания посетителей в Петрозаводском городском суде». Данная конкретная конфликтная ситуация свидетельствует, что ряд пунктов петрозаводских служебных правил нуждаются в редакции. В частности в статье 3 «Меры безопасности в суде» в одном из подпунктов записано, что запрещается производить видеозапись и фотосъёмку без разрешения председателя суда «в других помещениях суда», то есть везде за пределами судебного зала. Правила пребывания посетителей в Петрозаводском городском суде, принятые в августе 2013 г., будут оспорены в Верховном суде Карелии.

НОЯБРЬ, 14
Газета «Час-пик»

В Верхней Пышме (Свердловская область) прошел митинг против точечной застройки. На нем был задержан депутат верхнепышминской Думы Игорь Файфер, которого доставили в полицейский участок. Перед началом акции один из стражей порядка предупредил людей о том, что акция не согласована с администрацией города, поэтому она незаконна, и участникам грозит ответственность. Однако организатора, общественника Руслана Магамурова, это не остановило. Наоборот, он призвал людей продолжать разбирать плакаты, регистрироваться в качестве участников и надевать нарукавные повязки в виде российского флага. После окончания мероприятия полицейские задержали Р. Магамурова и еще нескольких участников, в том числе и женщин, а также оппозиционного депутата Игоря Файфера. Не обошлось без конфликта между журналистом местной газеты «Час-пик» и сержантом полиции. Последний потребовал прекратить съемку и угрожал журналисту: «Если вы это опубликуете, знаете, что будет?!». На угрозу сотрудник СМИ ответил: «опубликую через пять минут, все в эфире появится!».

НОЯБРЬ, 14
Газета «Новое знамя»
Газета «Верхотурская неделя»
В Свердловской области две муниципальные газеты - белоярское «Новое знамя» и «Верхотурская неделя» - окончательно прекратили своё существование. В номере «Областной газеты» публикует соответствующие постановления областного правительства. Оба издания были образованы несколько лет назад в качестве Государственных автономных учреждений печати Свердловской области (ГАУП СО), и получали субсидии из областного бюджета. Однако судьба их сложилась печально. «ОГ» выяснила, почему газеты пришлось закрыть. Раньше в Белоярском городском округе существовало одно «Новое знамя» - газета, учредитель которой - муниципалитет. Затем, как и во многих других городских округах, было создано ГАУП СО - учреждение печати регионального подчинения. Редактора «Нового знамени» Наталью Зайку назначили директором новой структуры. Из-за этого ей пришлось переоформить документы о трудоустройстве: редакторское место в муниципальной газете поменять на занятость «по совместительству». Казалось бы, простая формальность, но всё прошло не так гладко - глава городского округа Павел Юдин решил уволить редактора совсем. Когда из-за действий главы ГАУП СО потеряло возможность нормально функционировать в рамках закона, в Белоярский на встречу с Юдиным прибыли специалисты из областного правительства. Предлагали разные варианты: например, назначить директором ГАУП СО его пресс-секретаря. Но глава отказался от создания ГАУП СО в своём муниципалитете. С марта эта структура в Белоярском по факту перестала существовать. Нынешнее постановление правительства только завершит начатое уже на уровне закона. Павел Юдин объяснил корреспонденту «ОГ» свой отказ тем, что условия, на которых учреждение должно было работать, не устроили муниципалитет. Какие именно условия, он не стал уточнять. История «Верхотурской недели» немного иная. Здешнее ГАУП СО было создано около трёх лет назад на базе муниципальной организации «Верхотурский печатный дом». Благая идея столкнулась с рядом трудностей. Во-первых, для редакции не нашлось здания: журналисты работали дома, а редактор Алёна Мухаркина и вовсе приезжала из Качканара. Во-вторых, негативно на жизнеспособности газеты сказался затянувшийся на полгода переход из статуса муниципального предприятия в ГАУП СО. «Муниципалитет просто перестал финансировать редакцию, ссылаясь на то, что она ему больше не принадлежит. А ведь мы за год выросли до 8 тысяч экземпляров и даже стали часть полос выпускать в цвете. Кроме того, тяжело было сохранить целостность, когда все работают дистанционно», - рассказала Алёна Мухаркина.

НОЯБРЬ, 16
Reuters
Юрист из Омска Ринат Карымов подал в суд на информационное агентство Reuters и правозащитную организацию Human Rights Watch. В иске он требует предоставить доказательства гибели мирных жителей Сирии во время бомбардировок Воздушно-космических войск России либо опровергнуть данную информацию, передает FlashNord. В Кировском районном суде Омска изданию сообщили, что иски были зарегистрированы 29 октября, но уже 2 ноября исковые заявления были возвращены по мотивам неподсудности. Вместе с тем сам Карымов заявил БК55, что иски переданы в Тверской районный суд Москвы. Кроме того, юрист настаивает на выплате компенсации морального вреда, размер которой должен определить суд. Карымов подчеркивает, что перед подачей исковых заявлений «консультировался с министерством иностранных дел и администрацией президента РФ - мне пообещали, если суд потребует, предоставить доказательства невиновности российских военных».

НОЯБРЬ, 16
Викторию Никитченко
Сергей Бабенко
Управление Роскомнадзора по Ростовской области дважды за короткое время оштрафовало главного редактора газеты «Крестьянин» Викторию Никитченко. В первый раз на 500 рублей за то, что она подписывала газету только именем и фамилий, как это всегда было заведено. Но с недавних пор Роскомнадзор требует, чтобы в газете были написаны или фамилия и инициалы редактора, или полностью его фамилия, имя и отчество. Второй раз управление Роскомнадзора оштрафовало Викторию Никитченко на 5 000 рублей по ст. 13.21 ч. 2 Кодекса об административных правонарушениях за то, что газета «Крестьянин» опубликовала программу федеральных телеканалов, в том числе и телепрограмму канала «Культура». А этот телеканал высылает всем редакциям программу передач без указания возрастных ограничения для зрителей, так как считает, что его передачи и кинофильмы все 0+, то есть, не имеют возрастных ограничений. Если Роскомнадзор с этим не согласен, он должен был предъявить претензии к самой «Культуре». Это ясно и по смыслу части 2 статьи 13.21: «Нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 13.15 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения». Но, видимо, с центральным телевидением, в отличие от провинциальной газеты, связываться, как говорится, себе дороже. Это, во-первых, а во-вторых, в таком случае нужно было бы доказать в столичных судах, что телепередачи этого канала содержали информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей. Это вам не Октябрьский мировой суд города Ростова-на-Дону, который просто проигнорировал все доводы редакции газеты «Крестьянин», не снимавшей и не выпускавшей в эфир телепередачи, которые то ли нанесли вред детям, то ли нет. Чего нельзя сказать о мировом суде города Морозовска, что в 250 километрах от донской столицы. Редактор районной газеты «Морозовский вестник» Сергей Бабенко выиграл дело сначала в мировом, а потом и федеральном суде Морозовска, куда Роскомнадзор подал апелляционную жалобу. Так что вполне возможно, разбираться с «Культурой» придется ещё и Ростовскому областному суду. Зато морозовский редактор получил официальное предупреждение от районного прокурора за то, что не написал под собственным объявлением о подписке на газету, в этой же газете опубликованном, - «На правах рекламы». В «Морозовском вестнике» теперь пишут под объявлением о подписке «На правах рекламы» и ждут визитёров из налоговой: по логике, если это реклама, то за неё нужно заплатить... самим себе. Видимо, в глубинке наступила уже такая тишь и благодать, что прокурору просто не за что выписать нормальное, серьёзное предписание. Ну, а местные Роскомнадзоры, возможно, получают указания из Москвы, сколько штрафов они должны наложить на СМИ и по какой статье административного кодекса. Так что газетчикам остаётся только радоваться, что «гуманные» чиновники и судьи у них, по крайней мере, хотя бы тираж не конфисковали.

НОЯБРЬ, 16
Съемочная группа телеканала ТВ21
Съемочную группу мурманского телеканала ТВ21 попытались взять в заложники на одном из рыболовецких судов. Журналист Сергей Ширяев и оператор Борис Савельев отправились в поселок «Три ручья», чтобы снять материал о задержке выплаты зарплаты рыбакам, работающим на траулере «Трепанг». Общий долг задолженности перед 8 членами экипажа, по словам последних, составляет 1,5 миллиона рублей. Однако, как только съемочная группа оказалась на борту судна, их окружили неизвестные. Сергей Ширяев рассказал: «Пока наша съёмочная группа ожидала прибытия других моряков судна, на его борт зашли люди, которых нам представили, как соучредителей. А спустя несколько минут эти люд»соучредители» решили применить силу. Требование «не выпускать этих людей», то есть нашу съёмочную группу, мы прямо расценили как попытку удерживать нас силой и вызвали полицию». Неизвестные люди, которые представились совладельцами судна, пытались отнять камеру у оператора. Когда, наконец, появились сотрудники полиции, нападавшие незамедлительно скрылись. Позже выяснилось, что одного из членов экипажа судна «Трепанг» избили. Инцидент, произошедший на судне, сотрудники телекомпании «ТВ 21» расценили как воспрепятствование законной деятельности журналистов. Соответствующее заявление уже направлено в УМВД.

НОЯБРЬ, 16
Съемочная группа телеканала «Пятница»
Канал «Пятница» запустил новую программу «Магаззино», которая по формату повторяет свою «старшую сестру» - «Ревизорро». Ведущий шоу Александр Молочко проверяет магазины. На днях журналист на собственном опыте ощутил, насколько может быть опасна его работа. Теперь, завидев съемочную группу на пороге супермаркета, недобросовестные продавцы спешат любым способом выпроводить внезапную группу проверки из магазина. Так случилось в одном из универмагов Санкт-Петербурга. Среди горожан магазин, где произошел инцидент, известен своими низкими ценами и громкими скандалами, которые неоднократно возникали из-за несоблюдения администрацией санитарно-эпидемиологических норм. В ходе проверки Александр Молочко нашел многочисленные нарушения в магазине. Очевидно, это и послужило причиной агрессии со стороны его сотрудников, чье вмешательство не позволило журналистам закончить съемку. Неизвестные мужчины толпой принялись теснить съемочную группу к выходу, завязалась потасовка, в ходе которой оператор и администратор группы получили ушибы, закрывая собой оборудование и камеры. «Пока мы снимали в зале, вокруг нас стало собираться все больше и больше людей, причем это были не простые посетители, а знакомые управляющего или сотрудников магазина. Пока мы под натиском толпы стали отодвигаться к выходу, позади меня завязалась потасовка с одним из членов съемочной группы. Я не мог понять, что происходит, нас окружило человек тридцать, если не больше. По мобильному телефону я вызвал полицию», - рассказал А. Молочко. По факту нападения журналисты написали заявление в полицию, сотрудниками полиции проводится проверка.

НОЯБРЬ, 16, 20
Лиля Буджурова
Крымская журналистка Буджурова подала иск к сотрудникам ФСБ. Суд в Симферополе рассматривает иск Лили Буджуровой против сотрудников ФСБ, проводивших обыск в ее доме по делу в отношении владельца телеканала ATR Ленура Ислямова. Тогда в помещение не допустили ее адвоката Джемиля Темишева. 20 ноября суд отказался удовлетворить иск крымской журналистки. Судья посчитал, что в материалах дела нет достаточных доказательств того, что следователь лично отказал адвокату Буджуровой в присутствии во время обыска. Председательствующий судья отказался допрашивать свидетелей, которые были непосредственными очевидцами того, как я приехал, настаивал на своем присутствии при проведении обыска, после проведения обыска общался со следователем, выражал свое недовольство тем, что меня не пропустили в помещение», - сообщил адвокат Джемиль Темишев. По его словам, следователь объяснил свои действия тем, что считает присутствие адвоката при обыске нецелесообразным.

НОЯБРЬ, 18
Телеканал ARD
Хайо Зеппельт
Басманный суд Москвы перенес рассмотрение иска Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) к авторам фильма немецкой телекомпании ARD о манипуляциях с допинг-пробами отечественных спортсменов. На заседание не явились ответчики, сообщает ТАСС со ссылкой на адвоката ВФЛА Артема Пацева. «Рассмотрение иска перенесено на 15 декабря в связи с неявкой ответчиков на заседание», - сказал Пацев. ARD в декабре 2014 года показал документальный фильм, который рассказывает о систематическом применении допинга легкоатлетами из России. Главными героями фильма являются легкоатлетка Юлия Степанова и ее муж Виталий Степанов - бывший сотрудник Российского антидопингового агентства (РУСАДА), которые выступили в роли основных обличителей. С обвинениями в адрес ВФЛА выступил и бывший тренер сборной России Олег Попов.

НОЯБРЬ, 18
Газета «Московский комсомолец» на Кубани»
По сообщению газеты «Московский комсомолец» на Кубани», в городе Кропоткин (Краснодарский край) неизвестные скупили номер № 47 этого издания, в котором был опубликован материал «Кому нужна «общага-на-крови?». В статье рассказывалось о тревогах жителей города Кропоткин (Краснодарский край), где 124 человека вынуждены ютиться в аварийном доме по улице Комсомольской, который давно пора снести. Это определено судом, но местная администрация всячески тянула с решением вопроса. Номер со статьей появился в киосках «Роспечати» и магазинах по всему региону. А вот в Кропоткине жители аварийного дома его найти не смогли. «По словам киоскеров, с утра приходили какие-то люди и скупили все имеющиеся номера «МК» на Кубани». Думаем, это сделали по распоряжению городской либо районной власти. Обычный горожанин вряд ли будет приобретать газету в большом количестве экземпляров», - сообщило издание. В мэрии Кропоткина сказали, что о массовой скупке газеты ничего не слышали.

НОЯБРЬ, 18
«Чехов Вид»
Верховный суд РФ: Интернет-СМИ не отвечают за размещенную на их форумах рекламу наркотиков. Сетевое издание не может быть ликвидировано из-за размещенных на доске объявлений сообщений о продаже наркотиков. Решение об этом принял Верховный суд России. Иск о прекращении деятельности сетевого издания «Чехов Вид» подал Роскомнадзор. Чиновники заявили, что в течение всего двух месяцев в адрес учредителя и редакции СМИ было внесено сразу три письменных предупреждения о недопустимости публикации сведений о способах и местах приобретения наркотических средств. Редакция отрицала свое участие в распространении запрещенных законом сведений. По мнению представителей издания, оно делало все необходимое для предупреждения публикации таких сообщений на доске объявлений. Они размещались неустановленным лицом, которое могло редактировать их содержание без проверки со стороны СМИ. Суд пришел к выводу, что редакция хоть и не проявила в спорных случаях должной степени заботливости и осмотрительности, в то же время предпринимала меры для предупреждения нарушений. В том числе опубликовала запрещающие размещение незаконных объявлений правила, установила специальные фильтры, а также ввела предварительную модерацию сообщений. Кроме того, суд установил, что спорные объявления были выявлены и удалены редакцией еще до вынесения официальных предупреждений. Служители Фемиды констатировали, что прекращение деятельности средства массовой информации как мера ответственности может применяться за нарушения, которые влекут невозможность дальнейшей реализации права на свободу слова и распространение информации. «С учетом всех обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что в данном случае подобная мера государственного реагирования не будет являться соразмерной и необходимой», – заключил судья Юрий Иваненко, отклоняя требования Роскомнадзора.

НОЯБРЬ, 18
ТВЦ
Дизайнер Артемий Лебедев выиграл судебный процесс у телеканала «ТВ Центр». Арбитражный суд Москвы обязал телеканал выплатить 100 тысяч рублей за нарушение авторских прав Лебедева на фотографию «Оформление ДТП». Сам дизайнер нарушение своих прав оценил в исковом заявлении в 1 миллион рублей. Поводом для судебного иска стала новостная заметка на сайте телеканала «В крупном ДТП на Урале пострадали 9 человек» от 14 января 2014 года, проиллюстрированная снимком Артемия Лебедева (см. монитор за июль 2015 года).

НОЯБРЬ, 18
Андрей Темнов
Заместитель главного редактора портала БАБР Андрей Темнов в сопровождении штатного фотографа Афанасия Лагранжа выехал на территорию Ревякинского МО Иркутского района с целью освещения предвыборного мероприятия с участием кандидата в мэры, бывшего главы муниципалитета, а ныне председателя местной Думы Леонида Фролова. Не доезжая до Ревякина – административной столицы МО – журналисты остановились в окрестностях деревни Каштак для того, чтобы подснять «прозу» местной жизни. Сразу же после этого за машиной редактора БАБРа была организована погоня. Преследование осуществлялось на черной, наглухо затонированной Toyota Camry. Заметив преследователей, редактор БАБРа принял решение остановить машину для прояснения обстановки. Из автомобиля Camry тут же появилось двое граждан: высокий мужчина средних лет в сопровождении молодцеватого «гопника» уголовной наружности. Сотрудники БАБРа назвали свои имена и пояснили, что находятся в рабочей поездке по заданию редакции. На это в качестве приветствия к голове редактора БАБРа был приставлен пистолет. Журналиста выволокли из машины, в его адрес последовали оскорбления и угрозы физической расправы. От сотрудников БАБРа потребовали удалить фотографии деревни, сделанные ими ранее. В ходе дальнейшей «беседы» журналисты пытались увещевать людей с оружием, объясняя, что осуществляли съемку строго в рамках действующего российского законодательства. В ответ доброжелатели из Ревякинского МО пригрозили разбить фототехнику корреспондента. Нападавшие заявили, что «знают, на кого работает БАБР», дали понять, что знакомы с «Леонидом Петровичем». На обещание придать факт инцидента публичной огласке последовало заявление одного из нападавших: «Я тут всех знаю. Мне за это ничего не будет». Однако заметив, что фотограф БАБРа снимает все происходящее, неизвестные начали нервничать и быстро ретировались. После благополучного завершения стычки в деревне Каштак, журналисты БАБРа последовали в администрацию Ревякинского МО, где дали сотрудникам правоохранительных органов исчерпывающее показания по факту случившегося. Редактором БАБРа на месте было составлено письменное заявление о возбуждении уголовного дела.

НОЯБРЬ, 18
Все СМИ
Донецкий городской суд Ростовской области разрешил провести закрытое заседание по делу Надежды Савченко, чтобы на нем выступил глава самопровозглашенной Луганской народной республики. Игорь Плотницкий будет участвовать в процессе как свидетель обвинения. «Суд постановил, что ходатайство подлежит удовлетворению», - сказал судья, несмотря на то, что подсудимая и ее защитники выступали против этого. Адвокаты Савченко неоднократно высказывали мнение, что Плотницкий - основной свидетель по делу, и выражали желание его допросить. В среду, 18 ноября, от Плотницкого в суд поступило заявление, в котором он просил в целях обеспечения личной безопасности провести закрытое судебное заседание для его допроса.

НОЯБРЬ, 18
Алексей Глыва
В Саратовском областном суде 18 ноября завершились апелляционные слушания по делу фотографа Алексея Глывы к администрации города Саратова о нарушении его авторских прав на изображение. В апреле 2014 года на городских улицах были размещены баннеры «Чистый город начинается с тебя! Измени свой Саратов» с фотографиями Набережной Космонавтов. Использованные снимки принадлежали местному фотографу Алексеею Глыве. Они были опубликованы в интернете с указанием авторства на каждой фотографии. На баннерах же информация об авторе была обрезана. Заказчиком и автором баннеров оказалось Управление по наружной рекламе и художественному оформлению саратовской городской администрации. 15 июня Волжский районный суд Саратова полностью отказал в удовлетворении исковых требований фотографа. В суде первой инстанции представители ответчика заявили, что они ничего не знают и ничего не размещали, поэтому и доказывать ничего не будут. Вся ответственность якобы лежит на рекламных агентствах, которые занимались размещением спорной продукции. Судью такая позиция в целом удовлетворила. Доводы стороны истца о том, что Управление по наружной рекламе направляет рекламным агентствам готовый согласованный макет (в деле имелся документ с подписью начальника управления о согласовании макета), судья проигнорировала. «Судья не просто не выполняла своих судейских функций, сложилось впечатление, что процесс шёл вообще без неё. По нашему ходатайству судья четыре раза направляла администрации запросы, и четыре раза администрация их откровенно игнорировала. Какой суд допустит, чтобы к нему проявляли такое неуважение? – рассказывает представитель истца юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова. – Я в своей практике впервые столкнулась с таким наплевательским отношением к судебному процессу как со стороны ответчиков, так и со стороны самого суда». Затем ответчики стали настаивать на том, что администрация имела право свободно использовать фотографию Глывы, поскольку взяли ее в Wikipedia, а, следовательно, она находилась в свободном доступе. Тот факт, что Глыва ее туда не выкладывал, их совсем не смущал. «Фотография была без копирайта, поэтому авторство Глывы не доказано, а мы имели право ее брать», – таким был основной довод администрации Саратова. «Во-первых, копирайт не является единственным подтверждением авторства. Во-вторых, ответчики в любом случае должны были найти автора и получить его согласие на использование изображения. И, в-третьих, Гражданский кодекс РФ не содержит такого основания для использования изображения, как свободный доступ», -комментирует такую позицию юрист Центра защиты прав СМИ. Апелляционная инстанции рассматривала дело в течение трёх заседаний, что случается достаточно редко. С первого процесса по апелляционному слушанию подход судебной коллегии отличался завидной тщательностью и добросовестностью. «Такой подход объяснялся тем, что суд первой инстанции совершенно не подготовил дело к вынесению судебного решения. Как заявила судебная коллегия, дело было настолько сырым, что им пришлось всё дорабатывать и фактически рассматривать дело с чистого листа», – делится впечатлениями Светлана Кузеванова. Судьи раскритиковали позицию представителя администрации и потребовали, чтобы сторона ответчиков предоставила суду какое-то объяснение факта размещения социальной рекламы. В связи с таким явно неожиданным для ответчиков подходом к делу суда апелляционной инстанции, им пришлось кардинально сменить свою позицию. Они наконец-то согласились с тем, что по их заказу в Саратове распространялась социальная реклама «Чистый город». Но при этом они заявили, что в макетах баннера использовалась совсем другая фотография, автором которой не является истец. Судебной коллегии очень не понравилось, что ответчики вспомнили о таком важном доказательстве только сейчас, ведь дело в первой инстанции рассматривалось полгода, и времени для представления доказательств было достаточно. Тем не менее, эта коллизия была решена очень просто: суд решил провести экспертизу на предмет идентичности фотографий. Результат экспертизы впоследствии показал правоту истца. В итоге суд постановил взыскать с ответчика в пользу фотографа компенсацию в размере 530 тыс. рублей. Такая большая сумма – необычный прецедент для региональлных споров по авторским правам, считают юристы Центра защиты прав СМИ.

НОЯБРЬ, 18
Александр Сологуб
Журналисту «Делового Петербурга» Александру Сологубу позвонили с угрозами. Звонок поступил в редакцию днем. Человек, представившийся Сергеем Завьяловым из «Росатома», оказался недоволен материалом «Расщепление госзаказа». Как сообщает издание, больше Завьялова интересовало, чей заказ исполняют журналисты и кто им это поручил. Объяснение, что это не «заказ», а обычная журналистская работа и на рынке давно говорят о нем и его компании, не устроила собеседника. А на вопрос о том, что в статье не так, Сергей Завьялов ответил: «Там все так. Но сам контекст, сама подача носят очернительный характер. Это совершенно очевидно. Начиная с заголовка «Расщепление госзаказа». «Я считаю себя оскорбленным. Вы меня задели. У меня появился на вас зуб. Я не давал повода так обо мне писать. Я не считаю допустимым оставлять это без последствий. Я предполагаю, что вам сейчас придется непросто. Вы будете жить и работать, озираясь по сторонам», - публикует «Деловой Петербург» расшифровку аудиозаписи разговора. «У меня сформировалось в отношении вас негативное отношение. Я, безусловно, буду об этом помнить. Без внимания это не оставлю. Поэтому мне хотелось бы этот вопрос сейчас снять с повестки дня. Забыть о нем. Но снять мы его можем только в том случае, если вы назовете фамилии тех лиц, которые вам заказали этот материал», - предупредил Сергей Завьялов. На что автор материала отметил, что не совсем понимает, о чем идет речь. «Кто вам заплатил за эту публикацию?» - пояснил Сергей Завьялов Не получив ожидаемого результата, герой публикации продолжил: «Я вам объявляю выговор. Я буду помнить о результатах вашей работы. И вы помните, что я об этом помню. Я живу в Петербурге. Не исключаю, что мы можем встретиться. Либо, может быть, с вами будет проведено собеседование в воспитательных целях, чтобы вы понимали, как нужно работать».

НОЯБРЬ, 19
Газета Комсомольская правда» в Перми»
Судья Пермского районного суда Владимир Неволин не разрешил присутствовать в открытом судебном заседании двум журналистам из газеты «Комсомольская правда» в Перми». Корреспондент и фоторепортер намеревались осветить уголовное дело Дениса Волкова и Антона Юдина, после встречи с которыми лишился жизни бывший милиционер, отец пятерых детей Александр Андреев. Трагедия случилась 17 мая на федеральной трассе Екатеринбург-Пермь. А. Андреев на машине возвращался в город с дачи. Как все попутчики, попал в пробку, где у него случился конфликт с компанией из другой машины, в ходе которого на него напали с битой и резиновым шлангом. А. Андреев умер в больнице через полтора часа после госпитализации. Причиной смерти судмедэкспертиза назвала ишемическую болезнь. Д. Волкова и А. Юдина обвинили в умышленном причинении среднего вреда здоровью группой лиц с применением предметов, используемых в качестве оружия. Оба находятся под стражей. Адвокат Анатолий Рябов, представляющий интересы потерпевшей стороны, рассказал, что судья В. Неволин по своей инициативе поднял с места журналистов «Комсомолки». Спросив, кто они и откуда, заявил, что на процессе будут оглашаться данные о личности подсудимых и состоянии их здоровья. Хотя гособвинение и потерпевшая сторона не возражали против присутствия прессы, председательствующий на процессе В. Неволин показал газетчикам на дверь. И посоветовал приходить на приговор. На вопрос ФЗГ адвокат А. Рябов ответил: определение о проведении закрытого процесса в порядке ст. 241 УПК РФ не выносилось. Таким образом, гласность оказалась лишней на открытых судебных слушаниях.

НОЯБРЬ, 19
Григорий Туманов
Дмитрий Коротаев
Корреспондента газеты «Коммерсантъ» Григория Туманова и фотографа Дмитрия Коротаева задержали в Махачкале во время съемок намаза в мечети. Полицейские не объяснили журналистам причину задержания и угрожали отнять видеоаппаратуру и отснятые материалы, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на Коротаева. Журналистов отвезли в Кировское РУВД Махачкалы. Григорий Туманов в своем твиттере сообщил, что его и Коротаева задержали во время «антиваххабитского рейда». Позже Туманов сообщил, что их отпустили. Через пару часов МВД Дагестана опровергло информацию о задержании журналистов в махачкалинской мечети. «Журналистов не задерживали, их пригласили для беседы и просто познакомиться. Ни о каком задержании не шла речь», - рассказал РИА Новости представитель МВД Дагестана.

НОЯБРЬ, 20
Владимир Севриновский
Съемочная группа канала National Geographic
Российский независимый журналист Владимир Севриновский вместе со съемочной группой канала National Geographic в ходе подготовки репортажа для программы Road less traveled остановились на ночь в гостинице населенного пункта Верхний Фиагдон в Северной Осетии. При этом Севриновский заранее по карте проверил, по его словам: «границы погранзоны» и убедился, что их группа ничего не нарушает. Когда персонал гостиницы узнал, что журналисты снимают репортаж для National Geographic, они стали накрывать на стол, готовить салаты и шашлык. Но когда прием только должен был начаться, в гостиницу приехали местные полицейские и увезли всех в ближайшее отделение полиции. В участке журналистам объяснили, что сами полицейские особых претензий к ним не имеют, но надо дождаться некоего представителя ФСБ, который выехал из Владикавказа. Причиной задержания стражи порядка называли проникновение в некую запретную зону, хотя подробно ничего пояснить не могли. Впоследствии выяснилось, что никаких предупреждений перед въездом в эту загадочную зону нет, это полицейские признали. Зато рассказали, что машину группы журналистов отслеживали еще с Ингушетии, и очень перепугались, когда в Северной Осетии они ее потеряли. По словам Севриновского, правоохранители рассказали, что была организована целая спецоперация по их поиску. И что если впредь они захотят приехать сюда на съемки, им необходимо обращаться к главе республики. Затем каждого иностранца оштрафовали на 2000 рублей. Квитанцию об оплате штрафа полицейские обещали прислать Севриновскому, однако, по его словам, никаких сообщений от полиции он так и не получил. У него на руках остался лишь протокол об административном правонарушении, в котором написано, что иностранные граждане вместе с Севриновским «нарушали режим пребывания иностранных граждан в зоне с регламентированным посещением для иностранных граждан», о чем и был составлен протокол с номером 288660. Прибывший к журналистам после 3 часов пребывания в райотделе сотрудник ФСБ провел с ними беседу и подтвердил, что действительно, в этом районе для журналистов требуется особое разрешение для работы. Впрочем, он также подтвердил, что въезжающие в район не могут узнать о «регламентированном посещении» ниоткуда, кроме как от правоохранительных органов. Журналист Владимир Севриновский надеется, что заинтересованные в развитии туризма власти региона уберут из него эту зону ограниченного доступа, покрывающую самые интересные туристические места горной Северной Осетии. В крайнем случае – маркируют ее надлежащим образом, чтобы не провоцировать непреднамеренное нарушение российских законов иностранцами, за которым следуют штрафы, крайне негативно отражающиеся на мнении путешественников о регионе. Благо, ни в одной другой республике Северного Кавказа подобных зон нет.

НОЯБРЬ, 20
Все СМИ
Журналистов не пустили на заседание Высшей аттестационной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о лишении ученых степеней депутата Государственной думы от фракции «Единая Россия» Рашита Абубакирова и председателя Сунженского районного суда Ингушетии Алисхана Ужахова. Об этом сообщил через Facebook один из основателей организации «Диссернет» Сергей Пархоменко. «ВАК не впустил на заседание никого из пришедших журналистов и участников «Диссернета». Боле того, Андрея Заякина, которого впустить были обязаны, поскольку он является формальным «заявителем» - автором заявления о лишении ученой степени, - выдворили из зала на основании того, что пропуск в ВАК, который он две минуты назад получил у охранника при входе, будто бы «является фальшивым», - написал журналист и добавил: «Вот так они спасают своих». Заявление в ВАК о лишении Абубакирова и Ужахова ученых степеней подавали активисты «Диссернета». Они обнаружили в диссертациях «два жирных, отчаянных, демонстративно наглых случая «некорректных заимствований» и заявили, что «эти два случая должны стать прецедентами лишения степеней действующего депутата Государственной думы и действующего председателя районного суда». Сергей Пархоменко призывал коллег-журналистов обратить внимание на это событие и аккредитоваться на заседание.

НОЯБРЬ, 22
Газета «Рабочий Надыма»
Андрей Онохов
Административные дела возбуждены в отношении редакции районной газеты «Рабочий Надыма» и ее главного редактора Андрея Онохова. Прокурорская проверка установила, что в конце прошлого года редакция заключила договор на поставку полиграфического оборудования стоимостью 5,573 млн. рублей, что, наверное, само по себе и неплохо, но, как сказано на сайте надзорного органа, сделка проводилась «без открытого аукциона в электронной форме», что является нарушением федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Издание, как юридическое лицо и его главред признаны виновными по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Им назначены штрафы, сообщает пресс-служба прокуратура города Надыма, на общую сумму 70 тыс. рублей. Исполнение этого решения поставлено ведомством под контроль. Сам факт предъявления штрафных санкций изданию, учредитель которого – районная власть, говорит, по всей видимости, о том, что для местных СМИ закончилась «вольница» в обращении с бюджетными средствами, да и средства, выделяемые им - в свете общего тренда «сокращения затрат на освещение деятельности региональных и муниципальных властей» - скорее всего, уменьшатся. Руководство именно этого округа недавно подверглось резкой критике Общероссийского народного фронта за «рекордные траты на свой пиар»: в 2014 году на содержание окружных СМИ было израсходовано 1,25 млрд. рублей, в бюджете нынешнего, не взирая на кризис, сумма в этой графе еще в 1,5 раза увеличилась, достигнув небывалой для российских регионов величины (1,8 млрд. руб.), однако, после заявления ОНФ губернатор Дмитрий Кобылкин призвал подчиненных чиновников «прекратить пиариться в средствах массовой информации».

НОЯБРЬ, 22
The Village
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов намерен судится с изданием The Village и активистом «Весны» Николаем Артёменко. Исковое заявление о защите деловой репутации подано в Арбитражный суд Санкт-Петеребурга и Ленинградской области. Цена иска - 1,1 млн рублей. Согласно иску, опубликованному Артёменко на своей странице в социальной сети «Вконтакте», дело касается материала об отчислении студентов. При этом Артёменко проходит в деле как председатель Российского студенческого союза, который он больше не возглавляет. «Прокуратура и Рособрнадзор, проведя по нашему заявлению проверку в Запесочнице, нашли там кучу нарушений, после чего вуз лишился лицензирования по ряду программ. И вот теперь Запесоцкий мстит», - считает Николай Артёменко.

НОЯБРЬ, 23
Газета «Каратош»
Читатели общественно-политической газеты Хакасии «Каратош» поздравляют редакцию популярного издания с очередной победой в суде. Герой одной из публикаций выставил газете иск на полмиллиона рублей. Суд первой инстанции частично удовлетворил его требования, однако Верховный суд Республики Хакасия поставил точку в деле, отказав истцу в полном объёме. Судьи Верховного суда РХ указали, со ссылкой на позицию ЕСПЧ, что важнейшей обязанностью прессы является распространение информации и идей по всем вопросам всеобщего интереса, а общество имеет право на получение указанных сведений. За последние полтора года это уже третье судебное разбирательство с участием «Каратоша» в качестве ответчика по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Общая сумма претензий исчисляется миллионами рублей. Однако всякий раз редакции газеты удаётся отстоять своё право писать обо всём, не скрывая правды. Следует добавить, что творческий коллектив газеты, в составе которого два лауреата премии Союза Журналистов России «За лучшее журналистское произведение» и номинант премии Сахарова «За журналистику как поступок», доводят каждое дело до победного конца сами, не прибегая к помощи профессиональных юристов.

НОЯБРЬ, 23
Телестанция «НКМ»
Телекомпания «Ника-плюс»
Сайт «Губерния дейли»
В Арбитражном суде Карелии рассматривается гражданское дело, в рамках которого транспортная компания «Кижское ожерелье» и «Турхолдинг Карелия» защищают свою деловую репутацию. Они утверждают, что телестанция «НКМ», телекомпания «Ника-плюс» и сайт «Губерния дейли» распространили сведения, не соответствующие действительности. Всё началось с того, что журналисты в телерепортаже рассказали о претензиях пассажиров, оставшихся недовольными услугами коммерческих предприятий, занимающихся водными перевозками. Пассажирка, согласившаяся высказать своё суждение на камеру, критически отозвалась о работе экипажа судна на воздушной подушке «Комета». В частности, она сообщила, что судном «управляла команда в нетрезвом состоянии». Кроме того говорилось о поломке «Кометы» и о прибытии её в порт назначения с опозданием. Телерепортаж прошёл ещё летом, и тогда же сюжет пересказали интернет-сайты. Сначала ответчиками заявлялись учредители средств массовой информации (телестанция «НКМ», ООО «Ника-пресс» и ООО «Карельская губерния»), теперь в список ответчиков дополнительно привлекают ещё и двух журналистов, плюс в деле в качестве ответчицы фигурирует и сама пассажирка, дававшая интервью. Странность ситуации в том, что журналисты не исказили информацию, предоставив слово пассажирке после её путешествия. Однако, по мнению истцов, журналисты распространили информацию, дискредитирующую перевозчиков, поскольку они изобразили предприятия как организации, предоставляющие некачественные услуги и, более того, своей работой угрожающие безопасности пассажиров. Мы будем следить за развитием конфликта.

НОЯБРЬ, 23
Все СМИ
В медиа-сообществе Среднего Урала позитивно встречено решение Комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности одобрить для рассмотрения на заседании кабинета министров поправки в действующее законодательство, предполагающие введение обязательной видеосъемки всех заседаний в арбитражах, мировых судах и общей юрисдикции и создание единого ресурса хранения записей. В законопроекте, разработанным Минюстом России, сообщает pravo.ru, в частности, предлагается дополнить название ст. 155 АПК (протокол) словами «и обязательная видеозапись». Сейчас же процессуальное законодательство предусматривает возможность видеозаписи судебных заседаний с приобщением видеоматериалов к его протоколу с разрешения председательствующего судьи. Однако это не является обязательным и зависит от технических возможностей суда, а также остается на усмотрение судьи. Представители СМИ неоднократно сталкивались с отказом в видеозаписи судебного заседания, нередко под нелепыми предлогами. Одним из которых, если судья – представительница прекрасного пола, становился аргумент: «Я сегодня не накрашена». Оснащение залов заседаний судов общей юрисдикции техническими средствами, позволяющими проводить аудио-, видеозапись, предусмотрено федеральной целевой программой «Развитие судебной системы в России на 2013-2020 годы». Потребуется не только установить камеры в 10 660 залах, но и создать федеральное хранилище видеозаписей, объем которых за год оценивается в 17,5 терабайт. Предполагается, что положения законопроектов, касающиеся федеральных судов, вступят в силу с 1 января 2018 года, а мировых судей – с 1 января 2019 года.

НОЯБРЬ, 23
СМИ Свердловской области
Оппозиционные депутаты Свердловского заксобрания резко отрицательно восприняли тот факт, что расходы на СМИ в проекте областного бюджета-2016 не только превысили 500 млн рублей, но и оказались больше, чем в 2015 году. Некоторые связали сей факт, что в следующем году несколько значимых избирательных кампаний и вряд ли выделенные средства пойдут на финансирование нелояльных СМИ. Коммунист Александр Новокрещенов отметил: «Кому нужен этот пир во время чумы? Вспомните, как Путин губернаторам пальцем грозил – сокращайте траты на пиар! Вспомните, как это было в Республике Коми. Там губернатор Гайзер тоже любил на пиар тратить, и кончилось все очень плачевно». Евгений Касимов, будучи писателем и членом Союза журналистов, и вовсе провел аналогию между Свердловской областью и Римской империей накануне прихода варваров. «Нам не нужны террористы, мы сами уничтожаем наши образование, здравоохранение, культуру. Ссылки на кризис не убедительны. В Древнем Риме народ требовал хлеба и зрелищ. И власть давала им хлеб и устраивала чемпионаты мира по гладиаторским боям. Чем все закончилось, вы хорошо знаете. О чем будут писать ваши СМИ, на которые выделено 500 млн рублей?» – задал Касимов риторический вопрос. Дебаты, за которыми внимательно следят уральские журналисты, в первую очередь – из не послушных СМИ, еще впереди. А строку в бюджете неплохо было бы обсудить медиаэкспертам на площадке в региональном Доме журналистов.

НОЯБРЬ, 23
Интернет-газета «Новости Воронежа»
Воронежская прокуратура отказалась признавать запросы по электронной почте. В октябре этого года интернет-газета «Новости Воронежа» при подготовке публикации о незаконно строительстве обратилась с запросом к компании Restorator Projects, участнице конфликта. Редакционный запрос был отправлен по электронной почте, указанной на официальном сайте компании. Как утверждает главный редактор издания Виктор Барт, письмо было направлено с уведомлением о доставке, и это уведомление редакция получила на свой адрес. Однако не получила ответа от самой Restorator Projects. В разговоре представители компании заявили, что запрос не получали, а по теме, интересующей редакцию, беседовать отказались. После этого «Время Воронежа» обратилась в прокуратуру с просьбой дать оценку действиям компании. В ответе, подписанном зампрокурора Советского района Воронежа Юрием Болдыревым, говорилось: «Направление журналистских запросов с использованием электронного документооборота не предусмотрено законом… Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме».

НОЯБРЬ, 24
Интернет
Обмен мнениями в социальных сетях на общественно-политические темы для 19-летнего сочинца, неискушенного в новом российском законодательстве, может закончиться уголовной статьей. Работники УФСБ по Краснодарскому краю обнаружили на его личной страниц в социальных сетях размещенные им же с помощью телефона тексты с признаками разжигания ненависти и межнациональной вражды. По мнению экспертов-лингвистов, исследованные высказывания содержат признаки возбуждения ненависти и вражды к русским и православию. На этом основании следственным отделом по Центральному району Сочи СКР по краю было возбуждено уголовное дело в отношении автора текстов по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти и вражды по признакам национальности и отношения к религии»). В настоящее время тексты, ставшие предметом разбирательства и ранее находившиеся в открытом доступе на персональной страничке блогера, из сети удалены. Однако следствие продолжается, и, как пояснили корреспонденту ФЗГ по Южному федеральному округу в следственном управлении следственного комитета по Краснодарскому краю, дело имеет реальные судебные перспективы, несмотря на то, что страничках в соцсетях не является средством массовой информации и имеет незначительное число посетителей.

НОЯБРЬ, 24
Портал «Бабр.ру»
Портал «Бабр.ру» подвергся мощной DDoS-атаке. Как сообщил на своей страничке в Facebook главный редактор портала Дмитрий Таевский, хакерская атака началась 24 ноября около восьми часов по местному времени. «По нашим предположениям, атака связана с нашей позицией по Иркутскому району и конкретно связи Леонида Фролова с проектами «Ростеха», - добавил Таевский. Когда сайт заработает в обычном режиме, пока неизвестно.

НОЯБРЬ, 24
Александр Холодов
В Санкт-Петербурге избит общественный деятель и радиожурналист Александр Холодов. Около 1 ночи на него напали в подъезде дома на проспекте Ударников. Когда Холодов вышел из лифта, на него набросились двое неизвестных и молча его избили. В больнице врачи поставили Холодову диагноз –перелом носа со смещением, закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушибы и ссадины. Нападавшие ничего не взяли, из чего Холодов заключил, что нападение связано с его общественной деятельностью. Холодов является председателем Петербургского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов», а также зампредом общественного совета городского управления МВД. На радио он ведет автомобильную программу «Фонтанка.Офис». Как сообщили АЖУР в пресс-службе ГУ МВД по Петербургу и области, Красногвардейским УМВД возбуждено уголовное дело по статье 116 УК РФ («Побои»).

НОЯБРЬ, 24
Телеканал Life78
Эфирная бригада утреннего информационного вещания телеканала Life78 уволилась вслед за своим шеф-редактором Ксенией Ивановой после ссоры с главредом Ильей Мелехиным, сообщают источники Лениздат.Ру. Редакцию покинули в общей сложности восемь сотрудников. Как сообщили источники Лениздат.Ру, 20 ноября главный редактор телеканала Life78 Илья Мелехин высказал свое недовольство работой шеф-редактора новостной бригады Ксении Ивановой. По словам собеседника Лениздат.Ру, Мелехин не стеснялся в выражениях и был груб со своей подчиненной. В результате ссоры Иванова была уволена. Вслед за ней редакцию решили покинуть и сотрудники ее новостной бригады. Иванова отвечала за утренние новостные программы, выходящие в эфир с 7 до 12 утра. В ее рабочей бригаде было 9 человек, среди которых выпускающие редакторы, продюсеры, режиссеры, операторы. Всего таких бригад в составе редакции Life78 шесть. Бывший выпускающий редактор уволившейся бригады Алексей Чумаков рассказал Лениздат.Ру, что всего редакцию покинули 8 человек, включая режиссера, который ушел 24 ноября. По словам Чумакова, в бригаде остался только один человек – продюсер-органайзер. «Причин несколько, – пояснил свой уход бывший журналист Life78, – но последней каплей стали глупость и хамство одного из руководителей». Ранее по той же причине был уволен и шеф-редактор одной из вечерних бригад, добавил Чумаков. Однако вместе с ним ушел только один выпускающий редактор. Собеседники Лениздат.Ру из числа сотрудников телеканала, пожелавшие остаться неназванными, отмечают, что между главным редактором и творческим коллективом уже давно наблюдаются напряженные отношения. В качестве причин разногласий источники называют грубость Мелехина в общении с подчиненными, а также недавнее значительное сокращение зарплат журналистов и менеджеров. По данным Лениздат.Ру трудовые отношения с сотрудниками оформляются договором, согласно которому работодатель может в любой момент изменить размер оклада журналистов. о словам Алексея Чумакова, зарплаты в Life78 действительно сократили и обещают продолжить сокращать, однако он подчеркнул, что этот факт никак не повлиял на решение журналистов об уходе. «Мы подписали новые договоры и готовы были работать дальше, – рассказал собеседник Лениздата. – Руководство канала попыталось нас обвинить именно в отказе работать из-за снижения зарплаты, но это не так. Потом попытались обвинить бригаду, что она выдала в эфир непроверенную информацию, и это тоже обман». Илья Мелехин комментировать Лениздат.Ру информацию об уходе журналистов отказался.

НОЯБРЬ, 24
Итернет-издание «Фонтанка»
В Санкт-Петербурге охранники Петропавловского собора и сотрудники музея истории города пытались воспрепятствовать работе журналистов, утверждают в редакции интернет-издания «Фонтанка». По сообщению СМИ, охрана не позволила сфотографировать царскую усыпальницу, где идут работы по вскрытию гробницы императора Александра III. Журналисты «Фонтанки» утверждают, что одна из служительниц музея практически повисла на руках у фотографа, чтобы помешать съемке. Как следует из опубликованной на сайте издания аудиозаписи разговора журналистов и сотрудников охраны, один из представителей охраняющего музей ЧОПа не исключил, что представители СМИ занимаются террористической деятельностью. «Может, вы террористы, откуда мы знаем? Что вы в рюкзаке носите? Может быть, вы террористы, а не пресса», - заявил предположительно один из охранников. По словам корреспондентов издания, им сообщили, что в соборе действует запрет на фиксацию работ по вскрытию гробницы, однако соответствующего письменного нормативного акта показать не смогли.

НОЯБРЬ, 25
Газета «Молодой дальневосточник»
Впервые за 95 лет, не вышла региональная еженедельная газета «Молодой дальневосточник». В последнем номере от 18 ноября редакция сообщила читателям о материальных затруднениях: «МД» отказали в субсидии потому, что она, якобы, не смогла подтвердить факт распространения газета на территории Хабаровского края. Прежние документы, с которыми «МД» успешно получал баллы в предыдущих конкурсах, почему-то краевую власть не удовлетворили. Вместо статей на всех 12 листах этого последнего, сокращенного номера размещены цитаты президента Путина, касающихся поддержки СМИ. Угроза остановки издания возникала еще летом. В июне гендиректор ИД «Молодой дальневосточник» Ирина Сугак объявила читателям, что издание временно приостанавливает свою деятельность по причине сокращения бюджетного финансирования, сотрудники написали заявление на отпуск без содержания. «В связи с кризисной ситуацией у издания упал объем рекламы, поднялись цены на печать и бумагу… Себестоимость экземпляра – 80 рублей, а мы отдаем его по 8, если подпишутся», - объясняла гендиректор. Она напрямую связала сложившуюся ситуацию с появлением в прошлом году нового издания – правительственной газеты «Хабаровский край сегодня». Но летом приостанавливать деятельность не пришлось, власть изыскала средства, подкинула субсидии, и номера выходили. Однако в этот раз ситуация серьезнее. «Молодой дальневосточник» издавался в Хабаровске с 1921 года.

НОЯБРЬ, 26
НТВ
Депутат Госдумы Дмитрий Гудков подал в суд на телекомпанию НТВ за сюжет о его встрече с сотрудником посольства Германии. Об этом он сам сообщил в своем Facebook. Гудков заявил, что повод в его случае просто очевиден - ему были приписаны слова, которых он не произносил. «Телепрограмма «Мастер-класс для провокаторов»: само ее название о много уже говорит», - отметил депутат и добавил, что он прекрасно понимает, что поскольку дело касается телеканала НТВ, то решение суда будет вынесено из политических мотивов, при этом выразив решимость «не мириться с враньем». Также депутат подчеркнул, что не хочет получать от канала никакой денежной компенсации. В НТВ иск не стали комментировать, отметив лишь, что поскольку телекомпания иска от депутата Гудкова получала на данный момент, то и комментариев до того момента, когда будет вынесено судебное решение, не будет, передало информационное агентство ТАСС. Рассматриваемая программа транслировалась незадолго до того, как был проведен единый день голосования в нынешнем году. Там было рассказано о том, что Гудков встретился с главой политического отдела немецкого посольства в Российской Федерации Хубертом Киршем, и приведено якобы заявление Гудкова о готовности оппозиционных политических сил к выведению людей для участия в акции протеста, если оппозиция не сможет войти в состав парламента. Данный сюжет показали в ходе первого заседания сессии новой Государственной думы России по представлению заместителя спикера Сергея Неверова, который призвал заклеймить позором тех, что избрал для себя подобный путь и «получает советы с зарубежными консультантами сомнительной квалификации, при этом жуя сочные стейки». Информационное агентство РБК обратилось Гудкову за комментариями, который в ходе общения с корреспондентами полностью опроверг все слова, которые ему были приписаны авторами программы. Он рассказал, что приписываемые ему заявления в самом сюжете произносил журналист в закадровом тексте, что является подлогом. Он признал, что в сюжете действительно есть его прямая речь, но она касается только перспективы возрастания в будущем году интенсивности ухудшения экономической ситуации, что неминуемо повлечет за собой рост протестных настроений в Российской Федерации.

НОЯБРЬ, 26
Телепрограмма «Телефакт»
В Советском районном суде Челябинска состоялось предварительное заседание по уголовному делу о нападении на журналистов «Телефакта». Адвокат обвиняемого Александра Соляева заявил ходатайство о том, чтобы протокол осмотра места происшествия признали недействительным, рассказала пострадавшая корреспондент Анна Андронова. Нападение на съемочную группу «Телефакта» произошло 8 августа этого года около горящего здания элеватора в центре города. Двое мужчин требовали прекратить съемку, ссылаясь на то, что территория является частной. Один из них – Соляев – силой пытался заставить оператора Романа Хатимова убрать видеокамеру в багажник редакционного автомобиля. Затем он ударил корреспондента Анну Андронову по плечу, от чего у нее из рук выпал телефон (см. монитор за август 2015 года). Соляев на протяжении всего заседания молчал. За него говорил защитник, который сообщил суду о наличие ошибок в протоколе осмотра места происшествия. Адвокат заявил, что на момент инцидента машина съемочной группы «Телефакта» якобы стояла на дороге и препятствовала проезду пожарных машин. Он также рассказал, что элеватор был обнесен забором. Однако видеозаписи, имеющиеся в материалах дела, опровергают оба утверждения, о чем и сообщили журналисты. Гособвинитель также возражал против удовлетворения ходатайства. В итоге судья оставил ходатайство адвоката без удовлетворения.

НОЯБРЬ, 26
Вадим Тюменцев
Внеочередное «звание» присвоено находящемуся уже 7 месяцев томском следственном изоляторе блогеру Вадиму Тюменцеву. Он, как и еще два десятка томичей, половина из которых живут в сельской местности (Северске, Стрежевом, а также в в Кривошеинском, Молчановском, Асиновском, Колпашевском и Томском районах) зачислен в список экстремистов и террористов, опубликованный на сайте Федеральной службой по финансовому мониторингу. Двумя неделями ранее правозащитный центр «Мемориал», всесторонне изучив его дело, признал Тюменцева политическим заключенным. Напомним, обвинения ему предъявлены в феврале с.г. областными управлениями ФСБ и СКР по статьям 282 УК РФ («Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды…») и 280 УК РФ («Публичные призывы к экстремистской деятельности). Состав этих преступлений следователи усмотрели в двух видеосюжетах, размещенных блогером на Youtube и в социальных сетях – «о выдворении из Томска луганско-донецких беженцев» и «о перекрытии улиц города в знак протеста против беспредела чиновников и владельцев маршрутных такси». По мнению юристов «Мемориала», исходя из действующего законодательства, даже чисто теоретически применить уголовную статью можно только к первому ролику: при всей спорности его содержания в нем напрочь отсутствуют основания для заключения автора под стражу, поскольку призывов к насильственным действия в этом сюжете, уверены правозащитники, нет. Преследование же за второй сюжет правозащитный центр находит полностью неправомерным: призывы к участию в несогласованной мирной акции «не входят в перечень экстремистских, а пределы допустимой критики в отношении должностных лиц и профессиональных политиков шире, чем в отношении других граждан». Объем обвинения по обоим делам, считают юристы «Мемориала», «раздут искусственно», вменение двух статей УК «обосновывается одними и теми же аргументами, из чего следует двойное наказание за одно и то же деяние», общественная опасность которого «несоразмерна с избранной блогеру мерой пресечения». Тем не менее, пробудет он под арестом в лучшем случае еще три месяца – срок его содержания под стражей продлен до 28 февраля 2016 года, и, таким образом, будет лишен свободы около года, даже если суд, на что мало надежды, вынесет ему оправдательный приговор, или назначит условное наказание. Если же суд оценит его «экстремистскую деятельность» по максимуму, предусмотренному указанными статьями, то срок политического заключения Тюменцева может продлиться до 5 лет.

НОЯБРЬ, 26
Украинские СМИ
Глава Крыма Сергей Аксенов распорядился прекратить вещание украинских СМИ на территории северных районов полуострова. Таким образом он отреагировал на сообщения о том, что в городах Армянск и Джанкой вещают украинские радиостанции, транслируя антироссийские материалы. «Украинские СМИ зачистите как класс. Чтобы я даже не слышал, что кто-то в Крыму слушает эти передачи непонятные. Уж лучше пусть «Спокойной ночи, малыши» смотрят», - сказал Аксенов, обращаясь к вице-премьеру, министру информации и связи Крыма Дмитрию Полонскому на заседании штаба по ЧС.

НОЯБРЬ, 26
«URA.Ru»
В здании администрации Екатеринбурга охранники не разрешили провести снимку фотокорреспонденту информагентства «URA.Ru». Как сообщил на сайте агентства Виктор Дорофеев, замначальника службы безопасности Олег Аверин заявил: «Здесь снимать запрещено. Это распоряжение пресс-секретаря администрации Дениса Сухорукова. Ему звоните, у него спрашивайте разрешения. А сейчас идите отсюда, снимайте где-нибудь там». При этом каких-либо документов, доказывающих наличие такого распоряжения, показано не было, а Сухоруков по сотовому телефону оказался недоступен. Журналисты информагенства недоумевают: аккредитация для работы у «URA.Ru» имеется, хотя даже ее отсутствие по закону не должно препятствовать работе СМИ. Работники пресс-службы администрации на просьбу корреспондента ФЗГ прокомментировать ситуацию оперативно ответили, что, скорее всего, имел место межличностный конфликт, так как никаких ограничительных документов по работе прессы нет: «Приходите и работайте». Факт, что никакого запрета нет, подтвердили и большинство фотожурналистов других СМИ. При этом у них возникли две версии случившегося. Первая. Не секрет, что «URA.Ru» публикует много негативных материалов о работе администрации, и ЧП – попытка раздуть очередной скандал на пустом месте. Вторая. В эти дни столица Урала вовсю готовилась к открытию «Ельцин-Центра», вот кто-то и «перебдел» на фоне антитеррористической атмосферы, ведь здание администрации расположено в непосредственной близости от места, которые посетили руководители государства и многочисленные VIP-персоны.

НОЯБРЬ, 28
Съемочная группа украинского телеканала СТБ
В Воронеже полиция задержала съемочную группу украинского телеканала СТБ, которая снимала сюжет о Надежде Савченко. Об этом в своем микроблоге сообщил журналист Антон Наумлюк. Журналист написал, что российские правоохранители задержали съемочную команду СТБ в гостинице «Евро» в Воронеже. Через некоторое время журналистов отпустили, пожелав «не ломаться в дороге», написал Наумлюк. Уже не первый раз российская полиция задерживает съемочную группу СТБ. В октябре украинских журналистов задержали в Донецке Ростовской области, когда те ехали на суд по делу Савченко (см. монитор за октябрь 2015 года).

НОЯБРЬ, 30
Татьяна Седых
В Хабаровском крае процветает травля журналистов. И уходить от ответственности «доброжелателям» охотно помогают правоохранительные органы. Два года назад, после моего обращения к президенту страны на пресс-конференции, на некоторых сайтах Хабаровского края тут же появились статьи и комментарии в мой адрес оскорбительного и унижающего характера. «Доброжелатели» решили поиздеваться над моей инвалидностью, бурно обсуждая в сети интернет мое психическое состояние, отрезаны у меня ноги или нет, и все тому подобное. Хочу заметить, на инвалидности я с детства, то есть уже 45 лет, и мало кто, даже по месту моего проживания или работы, раньше знал об этом. Потому что я никогда об этом не упоминала, не требовала к себе особого отношения, всегда старалась работать наравне с физически здоровыми людьми и даже пенсию теперь получаю по возрасту. И я до сих пор продолжаю работать, хотя состояние моего здоровья резко ухудшилось после попытки сбить меня автомобилем (преступление не раскрыто) и сейчас я вынуждена передвигаться или с помощью костылей, или в инвалидной коляске. И молчать я больше не буду, хватит! С тех пор, как начиная с 2008 года над моей инвалидностью целенаправленно стали насмехаться через интернет, я стала об этом писать открыто, защищая не только свои права, но и права других инвалидов. Мало того, я официально обращалась в Ванинскую прокуратуру и в ОМВД по Ванинскому району. И вот какие ответы приходят от тех, кто должен стоять на страже закона и правопорядка (цитирую один из них в сокращении): «В ходе проверки изучены публикации «Разговор с психиатром о Седых», «Закидоны редактора С», которые не содержат оскорбительных выражений, унижающих ее честь и достоинство. Так, в статье «Разговор с психиатром о Седых» указано на повышенный интерес жителей Ванинского района к личности Седых Т.А., что обусловлено ее выступлением на пресс-конференции Президента РФ, в которой опубликован диалог между интервьюрем (дословно) и врачом-психиатром о личности Седых Т.А…». Разумеется, участники диалога – анонимы, они же выставляют мои фотографии в инвалидной коляске, превращая их в издевательские карикатуры. Справиться с владельцами сайтов, размещающих оскорбления анонимов, не помогает даже личное обращение к президенту страны. Ведь Хабаровский край – это от Москвы далеко и живет он по давно принятым правилам: здесь, закон - тайга, а прокурор – медведь.

НОЯБРЬ, 30
«Прима Медиа»
Мария Соловьенко
Первый иск известного на Дальнем Востоке информагентства «Прима Медиа» к редактору приморской газеты «Народное вече» Марии Соловьенко удовлетворён. Истец ООО «Прима Медиа» просил признать не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию сведения, содержащиеся в статье «О псевдоборьбе СМИ с псевдокоррупцией и злоупотреблении правами журналистов» и взыскать с ответчика 1 000 000 рублей компенсации морального вреда. Ответчик Мария Соловьенко, главный редактор и владелец известной газеты, оспаривал исковые требования, представив дополнительные доказательства и ходатайствуя о вызове и допросе новых свидетелей, об истребовании из прокуратуры по Приморскому краю дополнительных доказательств. Представитель истца ссылался, что «нарушения «Прима Медиа» - недобросовестные и нечестные поступки. Суд ходатайства отклонил. Ответчик - редактор М. Соловьенко, против иска возражала, считая сведения недоказанными, а спорные выражения, по сути, являются мнением авторов письма, потому ответчик не несет ответственности за их распространение. Но Арбитражный суд Приморского края пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, «следует считать доказанным факт распространения ответчиком оспариваемых истцом сведений. Также следует иметь в виду, что указанный факт ответчиком не оспорен». Суд признал, что фразы автора действительно содержат утверждения, негативно влияющие на деловую репутацию ООО «Прима Медиа», и создают в глазах читателей его негативный образ как лица, которое осуществляет деятельность с нарушением закона или с применением некорректных, неэтичных приемов, что, в конечном итоге, свидетельствует о непрофессионализме». Все фразы содержат в тексте слово «ложь». Суд признал подлежащими удовлетворению требования истца о признании сведений статьи не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию ООО «Прима Медиа» и на выплату компенсации, причиненной его деловой репутации. Компенсация, как дополнительная в данном случае мера ответственности, подлежит взысканию с ответчика в меньшем, чем это заявлено истцом, размере. В частности, суд определил как необходимую и достаточную к взысканию с ответчика Соловьенко как с автора спорной статьи сумму компенсации в размере 70 000 рублей. ООО «Прима Медиа» просила взыскать 50 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя, но суд нашёл, что возмещение судебных расходов не подлежащим удовлетворению.

НОЯБРЬ, 30
Газета «Заря Тимана»
Телеканал «Юрган»
Сотрудникам газеты «Заря Тимана» в Сосногорске (Республика Коми) задерживают зарплату. Директору грозит штраф, а затем, возможно, и уголовное дело. Прокуратура Сосногорска установила, что МУП «Редакция газеты «Заря Тимана» имеет перед работниками задолженность по заработной плате за сентябрь 2015 года. На руках у восьми работников издания имеются судебные приказы о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы на сумму 214 тысяч рублей. В случае невыплаты заработка 30 ноября 2015 года к указанной сумме добавится долг за октябрь. В отношении директора предприятия прокуратурой города готовится к возбуждению дело о нарушении законодательства о труде. За данное правонарушение должностное лицо может быть привлечено к административному штрафу до 5 тысяч рублей. При невыплате заработной платы свыше двух месяцев в отношении работодателя может быть инициировано преследование по статье 145.1 Уголовного кодекса. В ноябре на государственном телеканале «Юрган» сотрудникам сократили зарплаты.

НОЯБРЬ, 30
Печатные СМИ
Главные редакторы печатных СМИ Свердловской области подготовили обращение к депутатам Государственной Думы по поводу «участившихся случаев необоснованного привлечения редакций печатных СМИ к административной ответственности из-за отсутствия информации о возрастных ограничениях… при публикации газетами программ телепередач». В обращении указывается, что «отсутствие знака возрастного ограничения в тексте программы телепередач, несущей информацию лишь о названии фильма, не может нанести вред здоровью и развитию детей». А претензии чиновников из надзорного органа противоречат и букве, и смыслу Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», на который они же сами и ссылаются. Авторы обращения просят внести в нормативно-правовые акты изменения, уточняющие положения о маркировке в печатных СМИ программ телепередач с тем, чтобы Роскомнадзор на местах не мог их так вольно трактовать. Сбор подписей под обращением в Госдуму ведётся в соцсетях, в Facebook специально по такому случаю создана группа, куда приглашают войти всех редакторов печатных СМИ. Там можно прочитать всю «хронику побед и поражений» редакций российских газет: кто выиграл процесс у Роскомнадзора и какое судебное решение можно считать самым аргументированным и использовать в тяжбах с чиновниками в других регионах. Игорь Усольцев, редактор газеты «Берёзовский рабочий» (Свердловская область) рассказывает, например, как редакция выиграла в суде дело по «Возвращению Мухтара»: рядом с названием фильма в телепрограмме, присланной из Москвы самим телеканалом, было указано 16+, а надо было якобы указать 12+. И тут же сам добавляет «ложку дёгтя» в эту «бочку мёда»: через два дня редактор «Берёзовского рабочего» получил новое уведомление «О вызове на протокол», подписанное руководителем Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу Мариной Гвоздецкой. «Меня посещает неясное подозрение, что наша активная и удачная помощь коллегам по цеху в судебных исках против «телепрограммных» действий Роскомнадзора отслеживается, фиксируется и заносится в очередной протокол, который мне собираются вручить, - написал Игорь Усольцев в своём посте. - Как вам такой красивый речевой оборот из уведомления: «В ходе проведения внепланового систематического наблюдения за средством массовой информации...». Роскомнадзор, похоже, решил нас сопровождать по жизни внепланово и систематически! То есть - вечно!».

НОЯБРЬ, 30
Первый канал
Журналист Елена Рыковцева рассказала о технологиях, с помощью которых российский «Первый канал» манипулирует содержанием шоу прямого эфира. «Ух ты, как весело режет Первый канал свое так называемое прямоэфирное шоу «Политика». То есть на Дальний Восток оно действительно идет в прямом эфире. А потом начинается чистка для нежной аудитории европейской части России. Вон Борис Надеждин посмотрел вчера себя в повторе на Москву и подивился: «Не слабо порезал Первый канал выступления Гозмана и мое». Спросила его: что именно вырезали? Ответил: «Вырезали те фрагменты, где Леонид говорил про ответственность Путина за наши самолеты (аэробус и бомбардировщик), а я говорил про то, что Путин и Эрдоган, решая свои внутриполитические проблемы, поставили страны на грань войны, довели экономики до спада и т.д». Ну правильно, про личную ответственность Путина - это только суровый дальний Восток может пережить, на Москву такое нельзя, в Москве народ как услышит, так прямо и умрет: как?! Путин?! Лично?! Виноват?! В самолетах?! Не может быть! Инфаркты, инсульты и пр. Берегут психику нашу, короче», - сообщала Е. Рыковцева.

НОЯБРЬ, 30
Сайт «Комсомольской правды»
На сайте «Комсомольской правды» перестала быть доступной статья обозревателя газеты Ульяны Скойбеды «Нам точно нужна эта война?», опубликованная 28 ноября. В колонке говорилось об «ура-патриотической истерии», которая охватила российское общество на фоне обострения отношений с Турцией. Скойбеда в колонке задает вопрос, стоит ли России ввязываться в новый конфликт в ситуации, когда «потеря каждой страны-поставщика помидоров воспринимается как трагедия», а уровень жизни упал как минимум вдвое одновременно с ростом многих социальных платежей. «Так что мы конкретно делаем в Сирии, я прошу ответить? Если мы победим, нефть поднимется до 100 долларов за баррель?» - пишет Скойбеда. На момент написания заметки статья Скойбеды не открывалась, пропала колонка и из списка материалов журналистки на сайте КП. Публикация доступна в кэше Google. Никаких сведений о причинах ее удаления нет. Скойбеда также проанонсировала свою колонку в фейсбуке. В посте в более резкой форме пересказаны основные тезисы колонки, в том числе вопрос о возможности ведения войны при текущем отношении государства к народу. «Билет про непроходимую тупость царизма, ввязавшегося в чужую войну при глобальных неразрешенных противоречиях у себя дома, я отвечала лет в 15. В школе», - завершает она свою запись в фейсбуке. Журналистка Ульяна Скойбеда известна своими колонками в «Комсомольской правде», в которых она в основном рассказывала о консервативных ценностях и зачастую выступала в поддержку действий российских властей.

НОЯБРЬ, 30
Екатерина Винокурова
Журналистка интернет-издания Znak.com Екатерина Винокурова рассказала, что костромская полиция отказала ей в возбуждении уголовного дела о незаконном лишении ее свободы (часть 1 статьи 127 УК РФ) по ее заявлению, поданному 13 сентября, в день выборов в областную думу. Напомним, инцидент произошел у здания, в котором находится штаб наблюдателей проекта «Открытые выборы». Винокурова заявила, что неизвестный ей мужчина пытался затащить ее в подъезд (см. монитор за сентябрь 2015 года). В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, которое получила журналистка, говорится, что под лишением свободы следует понимать «лишение потерпевшего реальной возможности передвигаться в неограниченном пространстве по собственному желанию». «Из отказа в постановлении дела я поняла, что раз меня не убили, то костромская полиция считает, что все хорошо. Хочу отметить всего несколько моментов: полиция не стала опрашивать Машу Баронову и Полину Немировскую (сотрудников штаба), на которых отморозок, на которого я подала заявление, напал секундами позже», - рассказала Винокурова. Сотрудница Znak.com отметила, что Немировская сразу опубликовала в своем Twitter фотографии нападавшего. По ее мнению, полиция принципиально решила не задерживать его, «так как, видимо, одобряет действия отморозка». «Все, что я пока могу сделать, - обратиться в службу собственной безопасности МВД и попросить проверить на служебное соответствие всех упомянутых в письме полицейских - майора Костишина и майора Титова», - передает «Медиазона» слова журналистки. Добавим, 13 сентября в нескольких регионах России прошел единый день голосования. В 21 регионе выбирали губернаторов, в 11 субъектах страны прошли выборы в местный парламент. Наблюдатели проекта «Открытые выборы» следили за ходом голосования в Костроме и Бердске.

НОЯБРЬ, 30
Центр защиты прав СМИ
В Ленинском районном суде Воронежа закончилось рассмотрение жалобы Центра защиты прав СМИ к министерству юстиции РФ из-за включение организации в реестр НКО, выполняющих функции иностранных агентов. Представители Центра доказывали, что организация не занимается политической деятельностью и поэтому не может считаться иноагентом. В ходе процесса, который начался еще в августе этого года, в суде выступали в качестве свидетелей редакторы СМИ, политологи и лингвисты, которые рассказывали о деятельности Центра защиты прав СМИ, объясняли, что она носит правовой, просветительский, но никак не политический характер. По решению суда в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону) была также выполнена политико-психологическая экспертиза материалов с высказываниями директора организации Галины Араповой. Несмотря на усилия представителей Центра и свидетелей, суд встал на сторону ответчиков, и организация осталась в реестре иностранных агентов.

НОЯБРЬ, 30
Газета «Московский комсомолец – Урал»
Депутат свердловского Заксобрания Илья Гаффнер отправится в суд – за невнимание к требованиям Закона о СМИ. Административное дело против Гаффнера возбудила прокуратура Свердловской области по факту нарушения ст. 5.39 КоАП РФ («Отказ в предоставлении информации»). Инициаторами возбуждения дела стали наши коллеги из газеты «Московский комсомолец – Урал». 1 сентября 2015 года «МК-Урал» направил Гаффнеру запрос на предоставление информации в порядке ст. 39 Закона РФ «О СМИ». В этом письме депутату были заданы вопросы о том, вел ли Гаффнер с 4 декабря 2011 года какую-либо оплачиваемую деятельность, кроме депутатской, была ли эта деятельность связана с иностранными юрлицами, гражданами и т.п. В установленный Законом о СМИ семидневный срок Гаффнер на запрос не ответил. Не поступил ответ и позже. В связи с этим 22 сентября газета «МК-Урал» обратилась к прокурору Свердловской области Сергею Охлопкову. В своем письме журналисты уточнили, что целью запроса к Гаффнеру был сбор информации, касающейся банкротства одного из крупнейших свердловских сельскохозяйственных предприятий ООО «Шиловское», к которому семья Гаффнеров имеет некоторое отношение. «МК-Урал» попросил провести в отношении депутата Гаффнера проверку и возбудить против него административное дело – за нарушение требований Закона о СМИ. Областная прокуратура провела проверку и возбудила дело. Административное дело Гаффнера для рассмотрения по существу направлено мировому судье судебного участка № 2 судебного района, к которому относится Верх-Исетский районный суд.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни