Результаты мониторинга
10 Ноября 2015 года

Результаты мониторинга ФЗГ – октябрь 2015

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов и блогеров – 6 (Дмитрий Лебедь, независимый журналист, Оренбург; съемочная группа телеканала «360 Подмосковье», Москва; Роман Романов, блогер, Красноярск; Максим Суханов, журналист программы «Вести», Москва; Анны Мамаенко, журналист газеты «Тайное и явное», Краснодар; съемочная группа телеканала «360 Подмосковье», Москва).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – ()

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 4 (Анна Мамаенко, журналист газеты «Тайное и явное», Краснодар; Роберт Загреев, независимый журналист, Уфа; Айрат Дильмухаметов, блогер, Уфа; Эскендер Небиев, работавший видео-оператором на телеканале АТР, Симферополь).

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Елена Зайцева, главный редактор телеканала «ОТВ-Серпухов», Московская область).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 7 (Гафиулла Газизов, корреспондент Радио Свобода, Республика Татарстан; съемочная группа украинского телеканала СТБ, в Ростовской области – 3 раза; Наталья Умярова, блогер, Самара; Олег Иванец, блогер, Самара; Дмитрий Бегун, блогер, Самара).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 18

на сумму 17 040 000 рублей

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 11, удовлетворено – 7, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 1 310 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 29

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 1 (съемочная группа телеканала «360 Подмосковье», Москва).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (радио «Болид», Пермь).

Прекращение выхода СМИ – 3 (сайт «Свободное слово Адыгеи», «Свежая газета», оба – Республика Адыгея; газета «Родной город», Саратов).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 2 (газета «Элистинский курьер», Элиста; газета «Неделя Боровского района», Калужская область – в августе)

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – ().

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 5 (видеокамера «Армянск.Инфо», Крым; видеокамера съемочной группы телеканала «360 Подмосковье», Москва; видеокамера блогера Романа Романова, Красноярск; фотоаппарат Гафиуллы Газизова, корреспондента Радио Свобода, Республика Татарстан; видеокамера съемочной группы TVSAR, Саратов).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()

ОКТЯБРЬ, 1
Газета «Армавирский собеседник»
В газете «Армавирский собеседник» (Краснодарский край) был опубликован ряд статей журналиста В. Черникова, в которых содержалась критика руководства местной газосбытовой компании. Генеральный директор АООТ «Армавиргоргаз» В. Галичкин издал приказ, на основании которого лица, имеющие право на 50-процентную скидку при оплате газа согласно федеральному закону «О ветеранах», должны были платить в полном объеме. Журналист Черников выступил в защиту прав ветеранов предприятия в городской газете. Прокуратура города Армавира обжаловала этот приказ. Решением Армавирского городского суда приказ был признан незаконным и недействительным с момента его издания. Но определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение Армавирского суда вскоре было отменено и в удовлетворении заявления прокурора было отказано. Благодаря вмешательству депутата Госдумы по протесту заместителя председателя Верховного суда РФ определение краевой судебной коллегии было отменено, а решение суда первой инстанции осталось в силе. Тем не менее, монополист обратился в суд с иском к автору статей за защитой чести и достоинства, деловой репутации и компенсацией морального вреда в размере 100 000 рублей. Городской суд, разобравшись в существе дела, не нашел в газетных публикациях сведений порочащих честь, достоинство и деловую репутацию господина Галичкина и отказал ему в иске. Но ветеран журналистики Черников считает, что в данном случае со стороны начальника горгаза имела место попытка воспрепятствования журналистской деятельности, и суд не должен был вообще принимать в этой ситуации иск к производству. «В данном случае на меня, как на автора, было оказано судебное давление с целью заставить меня замолчать впредь. Истец по сути нарушил статью144 УК РФ, в которой сказано: «воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению, либо отказу от распространения информации наказывается». В российском законодательстве эта статья существует уже больше 10 лет. Однако до сих пор в стране не создано ни одного судебного прецедента ее применения. А потому в подобных ситуациях газеты и журналисты все чаще предпочитают отказываться от критики»,- выразил свою Виктор Черников тревогу в телефонной беседе с корреспондентом ФЗГ.

ОКТЯБРЬ, 1
Газета «В курсе. Пермь»
В ФЗГ поступила информация, что Пермский краевой суд признал обоснованным предупреждение, которое Роскомнадзор вынес медиахолдингу ООО «АктивМедиа» - учредителю газеты «В курсе. Пермь». Издание, бесплатно распространяемое тиражом 280 тыс. экземпляров, поведало обстоятельства трагической смерти местного школьника. И назвало имя, возраст погибшего подростка, номер класса, школы, а также имя его отца, профессию, ученую степень. Газета «В курсе. Пермь» за 19 февраля дала на первой полосе кричащий анонс: «Выстрел в школе». Далее читателю предлагался текст «Оборвавшиеся надежды». Здесь излагались подробности самоубийства несовершеннолетнего ученика престижной школы. Не было только фамилии и домашнего адреса. Краевое управление Роскомнадзора усмотрело в публикации нарушения статьи 3 Закона РФ «О персональных данных» и статьи 4 Закона РФ «О СМИ». Надзорное ведомство 13 марта объявило ООО «АктивМедиа» предупреждение о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. По мнению чиновников, противоправность действий СМИ выразилась в разглашении сведений, составляющих иную специально охраняемую законом тайну. В предупреждении указано, что газета не получила письменного согласия законных представителей погибшего подростка на обработку его персональных данных. ООО «АктивМедиа» 22 апреля обратилось в Ленинский районный суд Перми о признании недействительным вынесенного предупреждения. 30 июня суд первой инстанции поддержал СМИ. Раскрытия персональных данных не было, поскольку в публикации не упомянуты фамилия и место жительства погибшего – пришел к выводу районный суд. Три месяца спустя Пермский краевой суд отменил такое решение и принял новое – об отказе в удовлетворении заявленного требования. Апелляционная инстанция согласилась с доводом представителя Роскомнадзора Анатолия Устюжанина. «Обезличивание – это когда без дополнительных данных невозможно определить лицо. Из этого класса, этой школы… Где работает отец… Эту информацию можно отнести к Максиму, ученику французской школы № 22», - отметил чиновник 30 сентября на прениях сторон. Как известно, статья 41 Закона РФ «О СМИ» запрещает разглашать сведения, прямо или косвенно указывающего на личность несовершеннолетнего, совершившего антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя. Погибший пермский парень пообщаться с прессой уже не сможет. На фоне непоправимой трагедии особо цинично прозвучали слова представителей ООО «АктивМедиа», сказанные еще 30 июня в Ленинском районном суде Перми. «Жалоб со стороны наследников не предъявлялось», - констатировала юрист Светлана Долишняя. «Поскольку родственники не имеют претензий, это лучшая нам оценка», - заверил юрист Дмитрий Березин. Медиахолдинг ООО «АктивМедиа» контролирует депутат заксобрания Пермского края от партии «Единая Россия» Дмитрий Скриванов. Свое СМИ он объявил бизнес-проектом. От читателей уже приходилось слышать народное название этого проекта - «В курсе» крови и слез».

ОКТЯБРЬ, 2
Газета «Элистинский курьер»
В ФЗГ поступила информация, что Управление ФСБ России по Республике Калмыкия, Центр по противодействию экстремизму МВД по РК в ходе совместной операции обнаружили, что в газете «Элистинский курьер» от 26 марта 2015 года была опубликована статья «В поисках утраченной калмыцкости». К статье прилагалось изображение, на котором имеются элементы нацистской символики, что, как посчитали правоохранители, является нарушением главным редактором газеты «Элистинский курьер» Виталием Кадаевым законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Как водится, в этой связи прокурор города возбудил в отношении главного редактора газеты административное производство и направил его для рассмотрения в Элистинский городской суд, который, в свою очередь, признал главного редактора виновным в пропаганде и публичной демонстрации нацистской символики, и приговорил к штрафу с конфискацией тиража газеты. А это 10 тысяч экземпляров. Антифашистская статья «В поисках утраченной калмыцкости» никак не может быть связана с пропагандой нацистской атрибутики и символики. Автор публикации Семен Атеев подал апелляционную жалобу в Верховный суд Калмыкии. Он убежден, что этот материал с приложенным изображением нацистской символики не должен трактоваться как нарушение закона о противодействии экстремизму, поскольку в нем осуждается нацизм и выражаются опасения в связи с ростом популярности среди части населения России идей нацизма и теории расового превосходства. Верховный суд Калмыкии согласился с автором и постановление Элистинского городского суда отменил. Производство по административному делу в отношении главного редактора прекращено.

ОКТЯБРЬ, 2
Дмитрий Лебедь
В Оренбурге возле собственного дома избит неизвестными оппозиционер, независимый журналист Дмитрий Лебедь. В результате нанесенных побоев у него зафиксировано сотрясение головного мозга. В органы правоохранительных дел пострадавший обращаться не стал. Корреспондент Урал56.Ру встретился с пострадавшим и узнал подробности произошедшего. Дмитрий Лебедь: «2 октября примерно в 20:30 я шел по улице в частном секторе, в котором расположен мой дом. Неожиданно неизвестный нанес мне сильный удар сзади сбоку в голову, в висок. Удар был настолько сильный, что у меня в глазах мгновенно потемнело. Я попытался ответить на удар, но что было после, не помню. Единственное, что я запомнил – это запах дорого парфьюма и ощущение натуральной кожи куртки нападавшего. Как попал домой, совершенно не помню, в сознание я пришел уже дома. У меня ничего не пропало, хотя при себе было два телефона, один из которых очень дорогой, а также документы и деньги. Я обратился в приемное отделение больницы, после обследования мне поставили диагноз сотрясение головного мозга. От прохождения лечения в больницы мне пришлось отказаться». В правоохранительные органы журналист обращаться не стал. «Я не вижу в этом смысла, и не верю в то, что они могут кого-либо найти». Дмитрий Лебедь связал нападение с его оппозиционной деятельностью.

ОКТЯБРЬ, 2
Сайт «Армянск.Инфо»
В Армянске (Республика Крым) группа дорожных рабочих воспрепятствовала работе журналиста, снимавшего видеорепортаж о ремонте дорог в городе. Инцидент произошел во время освещения журналистом ремонтных работ по укладке плитки вблизи памятника «Пушка». Специальный корреспондент сайта «Армянск.Инфо», прибывший на место с целью создания репортажа о работах по восстановлению дорожного полотна возле одного из самых известных памятников Великой Отечественной войны, подвергся нападению далеко не местных агрессивно настроенных рабочих. «Спустя 20-30 секунд после начала видеосъемки, которая осуществлялась с отдаленного расстояния, подошел один из рабочих, безо всяких оснований потребовавший прекратить съемку, «незаконную» по его мнению. Разъяснения о том, что я журналист толку не дали», – отмечает наш коллега. – «Более того, спустя несколько минут неизвестный начал душить меня за горло, а подоспевший вскоре еще один рабочий заломал мне руку, выхватил видеотехнику и ушел по своим делам». Возвратить фактически украденное видеоустройство законному владельцу удалось лишь после вызова наряда полиции. Прибывшие на место происшествия сотрудники правоохранительных органов помогли нашему коллеге составить объяснительную, в результате которой удалось вернуть незаконно изъятую технику.

ОКТЯБРЬ, 2
Валерий Бриних
Следственный комитет РФ по Адыгее предъявил обвинение в пособничестве экстремизму 51-летнему директору Института региональных биологических исследований, известному экологу Валерию Бриниху. «Обвинение предъявлено по части 5 статьи 33, части 1 статьи 282 Уголовного кодекса РФ. По версии следствия, в сентябре прошлого года Бриних «оказал неустановленным лицам пособничество в распространении информации, направленной на унижение человеческого достоинства в отношении человека либо группы лиц по признакам национальности и происхождения, создав экстремистский материал (экстремистскую публикацию) – авторскую статью «Молчание ягнят», – рассказал адвокат Александр Попков. Материал Бриниха был посвящен экологическим проблемам, возникшим из-за деятельности свиноводческого комплекса одной компании в Теучежском районе Адыгеи. «Ее учредителем является сенатор от Карачаево-Черкесии Вячеслав Дерев. Как утверждают следователи, позже Бриних передал этот свой текст неустановленным лицам для его распространения в интернете. Наконец, при пособничестве эколога статья эколога была опубликована на одном из местных сайтов», – сказал Попков. С предъявленным обвинением Валерий Бриних и его защитник не согласны и называют его абсурдным, поскольку оно жестко нарушает принцип свободы слова и свободы выражения мнения. «Тут есть важный момент - экстремистской статью признали в декабре 2014 года, а прослушивать телефон эколога Валерия Бриниха правоохранительные органы начали задолго до появления этого материала в интернете. Интересно будет узнать, на каком основании», – говорит адвокат Александр Попков. Статью «Молчание ягнят» Майкопский городской суд признал «экстремистским материалом» в декабре 2014 года, в марте 2015 года Верховный суд Адыгеи оставил это решение в силе (см. монитор за декабрь 2014 года, март 2015 года).

ОКТЯБРЬ, 3, 20
Андрей Малахов
Один из солистов группы «Дискотека Авария» подал иск в суд на передачу «Пусть говорят» Андрея Малахова. Алексей Серов остался недоволен программой, которая вышла в эфир «Первого канала» 17 февраля 2015 года. В ток-шоу обсуждался бракоразводный процесс Серова с его экс-супругой Ириной Качко и последовавший за этим скандал с разделением права на воспитание их общей дочери. По мнению музыканта, авторы передачи нарушили его право на частную жизнь. Он подал в Хамовнический суд Москвы иск о защите чести и достоинства. За моральный ущерб Алексей Серов потребовал взыскать с Андрея Малахова два миллиона рублей. Других требований в иске он заявлять не стал. 20 октября иск был отклонен судом.

ОКТЯБРЬ, 5
«Новая газета»
Никита Гирин
Мособлсуд оставил без изменений определение Мытищинского городского суда, который отказал Дмитрию Гордеюку и Юрию Беспалову в иске к «Новой газете». Решение вступило в силу. Теперь «Новая газета» сможет вернуть выплаченный ранее штраф - 300 тысяч рублей, а также восстановить на сайте статью Никиты Гирина «Ваш плагиат, Ваша честь?». Именно из-за этой публикации осенью 2013 года сотрудники Мосгорсуда Дмитрий Гордеюк и Юрий Беспалов подали иск о защите чести и достоинства. В материале рассказывалось, что сообщество «Диссернет» обнаружило в диссертации Дмитрия Гордеюка масштабные совпадения с текстом диссертации его научного руководителя Юрия Беспалова, защищенной двумя годами ранее. В декабре 2013 года Басманный районный суд взыскал с «Новой газеты» и Никиты Гирина 300 тысяч рублей. Мосгорсуд оставил определение в силе. Однако Верховный суд в октябре 2014 года отменил эти решения, указав, что «судами не было установлено, соответствуют ли утверждения о плагиате действительности». В Верховном суде также согласились, что «значительная часть оспоренных истцами сведений представляет собой оценочные суждения автора публикации, его выводы и предположения, добросовестные комментарии, которые не являются предметом судебной защиты». Во избежание возможного конфликта интересов дело было отправлено в Подмосковье (см. монитор за ноябрь, декабрь, 2013 года, октябрь 2014 года, май 2015 года). За два года судебного спора истцы не пришли ни на одно заседание.

ОКТЯБРЬ, 5
Газета «ТВР-Панорама»
В газете «ТВР-Панорама» (Республика Карелия) была опубликована статья, в которой рассказывалось о предприятии «Карбон-шунгит», и из содержания публикации вытекало, что компания, добывающая в Карелии уникальный камень, переживает трудные экономические времена, по причине чего вроде бы может смениться даже собственник. Директор предприятия «Карбон-шунгит» В. Красулин, одновременно являющийся ещё и депутатом парламента Карелии, счёл публикацию компрометирующей работу возглавляемого им предприятия и подал заявление в Арбитражный суд к издательскому дому «Петропресс», требуя опровержения недостоверных сведений (газета «ТВР-Панорама» входит в состав ИД «Петропресс»). В исковом заявлении анализируются факты, изложенные в газете, и по каждому приводятся опровержения. В частности, директор «Карбон-шунгита» В. Красулин документально подтверждает, что заработная плата на предприятии не уменьшалась, объемы продаж каменного сырья не изменился и т.д. В. Красулин опасается, что если недостоверная информация, опубликованная в газете «ТВР-Панорама», попадёт к партнерам по бизнесу, то это может иметь негативные последствия. Почему он и обратился в суд, чтобы официально разобраться в существе дезинформации: кому было выгодно тиражировать ложные сведения? Хотя тема возможной смены собственника предприятия столь категорично В. Красулиным не опровергается. Пока компания «Карбон-шунгит» требует только опровержения.

ОКТЯБРЬ, 6
Съемочная группа ГТРК «Ставрополье»
В Кочубеевском районе (Ставропольский край) 6 октября было завершено расследование уголовного дела по факту воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов. Кочубеевским межрайонным следственным отделом завершено расследование уголовного дела в отношении двоих мужчин, обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного ст. 144 УК РФ («Воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов»). По данным следствия, примерно в 16 часов 21 августа текущего года на территории Кочубеевского района в двух километрах от станицы Барсуковской во время съёмки группой ГТРК «Ставрополье» видеорепортажа о добыче полезных ископаемых на одном из местных карьеров двое работавших там мужчин оказали противодействие журналистам. Они потребовали от корреспондента прекратить съёмку, пытались отобрать видеокамеру у оператора, применяли физическое насилие, отобрали видеокассету с записью и иными способами препятствовали журналистам совершать какие-либо действия (см. монитор за август 2015 года). Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения. 9 октября заместителем прокурора Кочубеевского района Ставрополья было утверждено обвинительное заключение в отношении Лаврентия Туршиева и Виктора Молчанова, которые обвиняются в совершении преступления. Уголовное дело направлено в Кочубеевский районный суд для рассмотрения по существу.

ОКТЯБРЬ, 6
Дмитрий Высоцкий
СМИ сообщили, что в ближайшее время может быть задержан руководитель мурманского информационного агентства «СеверПост» Дмитрий Высоцкий. По его словам, это спланированная акция устрашения. «Сами знаете у кого из-за серии разоблачительных публикаций на сайте «СеверПост» сдают нервы. Первой ласточкой был вызов на допрос по ложному доносу. Как мне дали понять, в следующий раз меня уже не отпустят», - заявил Высоцкий. Ранее он был вызван на допрос в полицию по заявлению заместителя начальника управления внутренней политики регионального правительства Мурманской области Дениса Пушина на предмет использования редакцией «СеверПост» нелицензионного программного обеспечения. Высоцкий связывает проверку агентства с его редакционной политикой, передает FlashNord. Пушин является заместителем начальника управления по внутренней политике правительства Мурманской области. До этого он был пресс-секретарем губернатора региона Марины Ковтун. Кроме того, летом этого года в отношении чиновника было возбуждено уголовное дело за оскорбительный комментарий в интернете.

ОКТЯБРЬ, 6
Интернет-ресурс «Центр журналистских расследований»
Интернет-ресурс «События Крыма»
Интернет-ресурс «BlackSeaNews»
Редакция портала черноморских новостей «BlackSeaNews» получила уведомление от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) с предупреждением о блокировке. Как пишет Каспаров.ру, об этом 6 октября 2015 года сообщается на сайте СМИ. В частности, интервью главного редактора сайта от 7 июля 2014 года ведомством было признано «содержащим призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». «В уведомлении сказано, что если в течение суток мы не снимем материал, то поступит команда провайдерам закрывать доступ к нашему ресурсу», - заявил главный редактор Black SeaNews Андрей Клименко. Подобные уведомления от Роскомнадзора на минувшей неделе получили информационные интернет-ресурсы: «Центр журналистских расследований» и «События Крыма».

ОКТЯБРЬ, 6
Съемочная группа телеканала «360 Подмосковье»
Журналисты телеканала «360 Подмосковье» пострадали от рук охранников в банке «Верхневолжский» в Москве, куда прибыли для съемки сюжета. Сотрудник охраны отделения финансового учреждения в Старомонетном переулке настойчиво требовал у журналистов разрешение на съемку и удостоверения личности, но после их предъявления решил своими руками прервать съемочный процесс. Вырвать камеру из рук оператора ему не удалось, но под горячую руку попал видоискатель. Затем мужчина потребовал от подчиненных выставить оператора и корреспондента телеканала на улицу. Сотрудники «360 Подмосковье» обратились с заявлением в полицию: речь идет не только о физическом ущербе, но и о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналистов. Интерес съемочный группы телеканала привлек случай, произошедший в этом отделении банка: у клиента из ячейки похитили 3,5 миллиона рублей, суд встал на его сторону, обязав финансовую организацию возместить ущерб. Однако своих денег мужчина так и не увидел.

ОКТЯБРЬ, 6, 7
Евгений Титов
Собкор «Новой газеты» в Сочи (Краснодарский край) Евгений Титов сообщил о попытке нападения на него около дома. Журналист рассказал: «На всякий случай я вышел из такси не около подъезда, а на углу. И тут же увидел, что рядом с соседним подъездом стоит человек. Темная и вместе с тем какая-то расшитая одежда, лысая голова, яйцом. Вид криминальный. Называйте это интуицией, шестым чувством, но я на всякий случай пошел не к своему подъезду, а к соседнему дому. Проверить, пойдет ли он за мной. Кроме того, там стояла легковая машина, в которой сидел водитель. И я подумал, что в случае чего этот водитель будет свидетелем. Когда я шел вдоль соседнего дома, решил набрать по мобильнику жену. Обернулся и увидел, что этот человек быстро идет уже метрах в трех за мной. Я выскочил на освещенное пространство, он резко за мной, я мотнулся к подъезду, заскочил. Благо у нас в подъезде сидит консьерж. Этот чел подошел к подъезду, но не очень близко. Посмотрел, и потом очень резко ушел в сторону. Я взрослый. Я работаю в «Новой газете» 8 лет. И такой случай впервые. В этот раз я точно знаю, я уверен, что этот человек ждал меня. С какой целью? Не знаю. В любом случае, если бы он стрелял или бил, в нашем оживленном районе его бы увидели многие, включая водителей. Жду, что будет дальше. Днем ранее Титов побывал на строительстве керченского моста в Крым. «С ним была съемочная группа шведского телеканала STV. По дороге автомобиль с журналистами догнали и остановили сотрудники ДПС, которые заявили об отсутствии брызговиков на машине. После этого автомобиль с прессой несколько часов сопровождала некая гражданская машина. Возвращаясь, журналисты сменили автомобиль, однако и его на въезде в Краснодар остановили для проверки документов. А позже произошла встреча возле дома Евгения Титова», - сообщает Радио Свобода.

ОКТЯБРЬ, 7
Все СМИ
В Госдуму внесен проект поправок к закону о СМИ и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), согласно которому средства массовой информации, получающие финансирование из-за рубежа, обязаны уведомить об этом Роскомнадзор, пишет газета «Коммерсант». Законопроект подготовлен депутатами от трех фракций - Вадимом Харловым («Справедливая Россия»), Александром Ющенко (КПРФ) и Вадимом Деньгиным (ЛДПР). СМИ, которые не уведомили Роскомнадзор в 30 дневный срок о получении средств из-за рубежа, авторы законопроекта предлагают штрафовать на сумму полученных средств, а на должностных лиц - издателей или руководителей - накладывать штраф в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей Неоднократное нарушение станет основанием для прекращения судом деятельности данного СМИ. Как Роскомнадзор должен будет поступить с информацией о финансировании - публиковать на своем официальном сайте, в СМИ или как-то иначе - будет регламентировано подзаконными актами. Законопроект не затрагивает средства, полученные СМИ от учредителей или в качестве оплаты за размещение рекламы. Под его действие не будут попадать популярные блогеры, приравненных к СМИ, и представительства иностранных СМИ в России. «Осуществляются попытки влиять и напрямую на российское информационное пространство с целью предвзятого информирования и создания искаженной картины политической действительности за счет представления отечественным СМИ иностранных грантов», - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Вадим Деньгин, подготовивший законопроект об иностранном финансировании СМИ, был автором поправок об ограничении доли иностранных учредителей в СМИ 20 процентами. Законодательная норма, запрещающая иностранцам владеть напрямую или косвенно более 20 процентами в учредителе любого российского СМИ, вступит в силу в начале 2016 года. В случае несоблюдения закона СМИ должно будет закрыться. Из-за новых правил многие крупные издательские дома, а также телеканалы были вынуждены сменить собственников.

ОКТЯБРЬ, 7
«Комсомольская правда»
«Московский комсомолец»
ВГТРК
Фотограф и блогер Илья Варламов отсудил у «Издательского дома «Комсомольская правда» 480 тысяч рублей за нарушение его прав. Иск удовлетворил Арбитражный суд Москвы. В суде также находится еще два иска Варламова к ВГТРК и ЗАО «Редакция газеты «Московский комсомолец». Это не первые судебные разбирательства Варламова. Ранее судом по интеллектуальным правам был удовлетворен его иск к ООО «Ура.ру» на 150 тысяч рублей за незаконное использование фотографий, передает РАПСИ.

ОКТЯБРЬ, 8
Газета «Кимры Сегодня»
В Центр правовой поддержки журналистов ОНФ обратился главный редактор городской газеты «Кимры Сегодня» (Тверская область) Дмитрий Ступин, который сообщил о затяжном конфликте издания с администрацией города. Муниципальные власти, по сообщению журналиста, по формальным причинам затягивают подписание соглашения о предоставлении газете субсидии на поддержку редакций районных и городских газет в этом году, в результате чего коллектив газеты оказался в крайне тяжелом финансовом положении. Предоставление СМИ субсидии в размере 842,6 тыс. руб. предусмотрено постановлением правительства Тверской области «О распределении субсидий из областного бюджета Тверской области на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по поддержке редакций районных и городских газет в 2015 г». Претендовать на субсидию может только издание, соучредителем которой одновременно являются и органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования Тверской области, и исполнительные органы власти региона. Решением Кимрской городской Думы от 29 декабря 2014 г. «О бюджете города Кимры на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.» также предусмотрено предоставление субсидии в размере 1 млн руб. на поддержку редакций газет, распространяемых на территории муниципального образования Кимры Тверской области, соучредителями которых являются городские власти и правительство области. Газета «Кимры Сегодня» является единственной газетой, отвечающей данным требованиям. В связи с этим обстоятельством еще 5 февраля 2015 года газета направила заявку главе города Кимры Роману Андрееву о предоставлении финансирования из местного бюджета. Однако администрация всякий раз находила недочеты в соглашении о предоставлении целевого финансирования. В августе 2015 года главный редактор газеты обратился в Кимрскую межрайонную прокуратуру с просьбой провести прокурорскую проверку, но прокуроры сочли, что между редакцией газеты «Кимры Сегодня» и администрацией возник частноправовой спор, не нарушающий законодательных норм. В результате, по сообщению редактора газеты, не была предоставлена субсидия на поддержку редакций районных и городских газет в этом году, что привело к тяжелому финансовому положению, поскольку образовалась задолженность по налогам, и на счет редакции выставлено инкассовое требование со стороны Пенсионного фонда России. Производить выплату зарплаты, оплату типографских и текущих услуг в данный момент также нечем.

ОКТЯБРЬ, 9
Портал NewsKo
Газета «Новый компаньон»
Арбитражный суд Пермского края 9 октября объявил 12-дневный перерыв в слушаниях по спору ОАО «Порт Пермь» с ООО «РИА ИД «Компаньон». А 9 ноября такой же иск о защите деловой репутации, который предъявил к этой медиа-компании подданный Великобритании Чарльз Батлер, продолжит рассматривать Ленинский районный суд Перми. Обе тяжбы начались после февральских и мартовских публикаций «Еще два года - и в Перми порта не будет», «Почти приплыли» на интернет-портале NewsKo и в газете «Новый компаньон». Иски поступили в суды соответственно 29 и 30 июля. Оспариваются пять фраз. Там говорится о выводе больших денег из России в Чехию, распродаже кораблей, невыплатах зарплаты и налогов, нарушении закона об иностранных инвестициях, сокращении рабочей недели при увеличении зарплаты для руководителей. Соответчикам по обоим делам арбитражный и районный суды привлекли гендиректора ООО «Евроинвестгрупп» Дмитрия Федорова. Высказывания этого бизнесмена, по мнению истцов, содержат несоответствующую действительности и порочащую информацию. Чарльз Батлер, названный в публикациях сыном английского лорда и фактическим руководителем ОАО «Порт Пермь», на судебные слушания не ходит. В арбитражном суде интересы его ОАО «Порт Пермь» представляют три российских юриста. В районном суде деловую репутацию лично Ч. Батлера защищают два местных юриста. Один из них, Евгений Мельников, сообщил ФЗГ о намерении подданного Великобритании уточнить сумму денежной компенсации, пока определенную в размере 500 тыс. рублей.

ОКТЯБРЬ, 9
Антон Хреков
ИД «КоммерсантЪ»
Арбитражный суд Москвы прекратил производство по иску банка «Северный морской путь» к издательскому дому «КоммерсантЪ» и Антону Хрекову о защите деловой репутации и солидарном взыскании компенсации за причиненный ущерб в размере 5 млн рублей. Ранее пресс-секретарь банка Игорь Илюхин сообщил, что иск связан с публикацией от 17 марта «Где вклад, там и выклад». В ней Хреков в авторской колонке написал, что СМП Банк якобы безосновательно списал с его счета более 10 тысяч рублей комиссии за обслуживание пластиковой карты, которая ранее была закрыта из-за введенных против кредитной организации санкций. Комментарий Илюхина был также размещен на сайте «Коммерсантъ FM». «Информация, изложенная в авторской колонке г-на Хрекова, к сожалению, правдива лишь частично. То, что банк списал комиссию за обслуживание карты, - правда. А вот то, что карта была «уже закрыта», - лукавство», - цитирует РИА «Новости» слова пресс-секретаря. Илюхин сообщил, что Хреков в свое время обратился в банк с заявлением о возврате комиссии за годовое обслуживание в связи с тем, что картой из-за введения санкций нельзя расплачиваться в полном объеме. Банк, по информации пресс-секретаря, вернул часть комиссии - за те месяцы, что прошли после введения санкций. Однако надлежащим образом оформленного заявления о закрытии карты к ним не поступало, заметил представитель банка. «Более того, карточкой (и картсчетом) г-н Хреков пользоваться продолжал. А если услуга оказана, то мы считаем совершенно справедливым взимать за это комиссию, что и было сделано», - заметил он. Арбитраж Москвы прекратил производство по этому спору. «По настоящему делу анализ текста оспариваемых истцом сведений, расположенных на страницах интернет-сайтов, свидетельствует о том, что оспариваемые сведения касались обстоятельств оказания истцом банковских услуг физическим лицам», - передает РАПСИ определение суда. Следовательно, по мнению арбитража, данное обстоятельство не позволяет отнести возникший спор (в части требований, заявленных к Хрекову) к экономической сфере. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции, говорится в определении арбитража. В соответствии с частью 1 статьи 150 АПК РФ производство по таким искам в арбитражных судах прекращается по делу в целом.

ОКТЯБРЬ, 9
«Губерния-Daily»
Петрозаводский городской суд, рассмотрев заявление председателя государственного контрольного комитета Карелии Виталия Галкина, вынес решение, что редакция интернет ресурса «Губерния-Daily» распространила недостоверную информацию об истце, и должна понести за то наказание. В апреле нынешнего года на сайте «Губерния-Daily» была опубликована статья «Почему Худилайнен должен уйти в отставку. Кадровый вопрос». В ней пересказывалась публикация, ранее появившаяся в «Новой газете», в которой шла речь о бывшем судье Сланцевского городского суда Ленинградской области В. Галкине, который, оставив прежнее место работы, был приглашён главой республики А. Худилайненом на пост заместителя министра юстиции Карелии. Из текста статьи, размещённой на сайте «Губерния-Daily», следовало, что бывший судья В. Галкин «незаконно получал зарплату из бюджета»; что, получая судейскую пенсию, не имел права работать на госслужбе; что был лишен статуса судьи в отставке решением квалификационной коллегии судей Ленинградской области. А самой ударной фразой стала такая: «человека [Галкина] признали виновным в преступлении. Семь месяцев он получал солидную судейскую пенсию и зарплату в карельском правительстве (вряд ли меньше 80 тысяч рублей в месяц»). Смысл редакционной претензии к замминистру юстиции Галкину и его работодателю Худилайнену был в том, что бывшего судью приняли на работу в правительство Карелии с нарушением законодательства, и вроде бы он незаконно получал бюджетные деньги из двух источников одновременно – судейскую пенсию и правительственную зарплату. В судебном заседании представители ответчика не смогли подтвердить достоверность изложенных редакцией сведений (все четыре оспариваемые фразы были признаны не соответствующими действительности) и суд вынес решение, что редакция сайта «Губерния-Daily» распространила не соответствующие действительности сведения о В. Галкине. Ответчика обязали удалить статью, размещённую на ресурсе «Губерния-Daily» и опубликовать резолютивную часть решения суда. Кроме того, с редакции взыскано 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, нанесенного Виталию Галкину. И это, пожалуй, единственное решение хоть в какой-то мере устраивающее ответчика, потому что В. Галкин просил взыскать с ООО «Карельская губерния» один миллион рублей. Если бы редакция сайта «Губерния-Daily» просто перепечатала статью из «Новой газеты», не меняя смысловых ударений публикации, то, скорее всего, и судебного дела могло не возникнуть, но привнесённые акценты в заимствованную фактуру и дали основание В. Галкину обратиться в суд. Ответчик не считает, что судебный процесс на этом завершён и намерен обжаловать решение первой судебной инстанции.

ОКТЯБРЬ, 12
Сайт СуперОмск
Правозащитница и предпринимательница Ирина Зайцева одержала победу над организацией, которая борется в Омской области с «иностранными агентами» и «пятой колонной». Нет сомнений, что этой организации принадлежит авторство публикации, вышедшей в свет около полугода назад на популярном в городе сайте СуперОмск, где рассказывалось о том, что гражданская активистка Зайцева является агентом влияния Запада, состоит в Омском отделении движения «За права человека», которое ставит целью «свержение государственного строя» в нашей стране и т.д. Анонимная статья представлена как «редакционная», но писали ее явно не сотрудники СуперОмска: ни один из них не был замечен ранее в «сливах» компромата и поисках внутреннего врага. Да и пишут там люди молодые, не владеющие в силу возраста интонациями, характерными для этой организации, которые десятилетиями не меняются, и по сей день доносят до нас «праведно-грозные ноты» постановлений и приговоров, не подлежавших обжалованию и не нуждавшихся в доказательствах. Авторы «редакционной статьи» в чем-то правы: Ирина Зайцева действительно борется с чиновниками и правоохранителями, которые собирают дань с его жителей и охраняют свое благосостояние от их посягательств. Следуя логике этой статьи, к «иностранным агентам» и «пятой колонне» можно, в частности, отнести жителей отдаленных сел, которые обращаются к Зайцевой с жалобами на махинации с их ветхим жильем и обитателей мест не столь отдаленных, жалующихся на произвол администраций СИЗО и колоний. По заявлениям правозащитницы возбуждены уголовные дела в отношении чиновников, прибравших к рукам квартиры, предназначенные для переселенцев из аварийных домов, а также проведены проверки по фактам издевательств над заключенными и незаконного бизнеса в системе УФСИН, после чего чрезвычайных происшествий, поборов с родственников людей, отбывающих наказание, стало в ней значительно меньше. Из чего следует, что «деятельность зарубежных спецслужб» в Омской области дает пока положительный для ее жителей результат. В своем иске гражданская активистка оценила вред, причиненный данной публикацией ее чести, достоинству и деловой репутации, в 1,5 млн. рублей. Суд признал, что сведения, распространенные на сайте в отношении истицы, не соответствуют действительности, но уменьшил заявленную ею сумму морального ущерба до 40 тыс. руб. Решение в нынешней политической ситуации неожиданное и крайне важное: с одной стороны оно означает, что «пятая колонна», «иностранные агенты» и пр. имеют право на существование, с другой – что тем, кто борется с ними, надо отвечать за свои слова.

ОКТЯБРЬ, 12
Игорь Макаров
Центральный районный суд Челябинска вынес приговор главному редактору одного из новостных сайтов города Игорю Макарову, обвиняемому в вымогательстве денег у представителя мебельной фирмы. Игорь Макаров признан виновным по пункту б части 4 статьи 204 УК РФ. «Приговором суда ему назначено наказание в виде четырех лет лишения свободы без штрафа условно с испытательным сроком 4 года. Однако он освобожден от наказания в связи с амнистией, объявленной в честь 70-летия Победы», - рассказала корреспонденту «Урал-пресс-информ» консультант суда Наталья Прохорова. До вступления в законную силу приговора Макарову изменили меру пресечения с содержания под стражей на подписку о невыезде. Он был освобожден в зале суда. Игорь Макаров полностью признал свою вину, раскаялся и активно содействовал следствию, что и послужило смягчающими обстоятельствами для решения суда. Как сообщалось ранее, в правоохранительные органы обратился предприниматель с заявлением о том, что Игорь Макаров (по документам числившийся гендиректором ООО «АльянсМедиаУрал») требует у него денежные средства в сумме 30 тысяч рублей за снятие с сайта информации, порочащей его коммерческую организацию. При передаче суммы редактор был задержан. В ходе расследования уголовного дела оказалось, что это уже не первый подобный случай. Установлено, что редактор уже вымогал у фирмы 15 тысяч рублей за то, чтобы убрать информацию о них с сайта (см. монитор за август 2014 года, февраль - апрель 2015 года).

ОКТЯБРЬ, 12
Все СМИ
Верховный суд Чечни начал с участием присяжных рассмотрение дела граждан Украины Станислава Клыха и Николая Карпюка, обвиняемых в участии в военных действиях в 1994-1995 годах против российских военных, сообщил пресс-секретарь Индарбек Каимов. «Отбор присяжных прошел в закрытом режиме. На данный момент в зале суда идет процесс над гражданами Украины Николаем Карпюком и Станиславом Клыха, обвиняемых в участии в военных действия на территории России», - приводит РИА Новости слова господина Каимова. Отмечается, что в зал суда журналисты не были допущены. Николаю Карпюку и Станиславу Клыху ГСУ СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу вменяется убийство 30 военнослужащих и покушение на еще 15 солдат, которые они совершили в составе отряда «Викинг» с 31 декабря 1994 года по 5 января 1995-го в Грозном. Вначале украинские националисты, действовавшие на стороне боевиков, считает следствие, расстреливали входящие в столицу Чечни колонны бронетехники, затем защищали президентский дворец и, наконец, участвовали в разгроме майкопской бригады, действовавшей в районе железнодорожного вокзала.

ОКТЯБРЬ, 12
Эскендер Небиев
Вынесен первый приговор по делу о массовых беспорядках у здания парламента в Симферополе 26 февраля 2014 года. Суд в Симферополе сегодня приговорил к двум годам лишения свободы условно крымско-татарского активиста Эскендера Небиева, признав его виновным в участии в массовых беспорядках. Об этом «Интерфаксу» сообщила прокурор Наталья Поклонская. Небиев, работавший видеооператором на крымском телеканале АТР, был задержан в Симферополе 20 апреля (см. монитор за апрель, июнь 2015 года). 26 февраля прошлого года у здания парламента в Симферополе произошли столкновения между участниками двух митингов – сторонниками и противниками новых властей Украины. Тогда погибли два человека, не менее 30 пострадали.

ОКТЯБРЬ, 13
Znak.com
Екатеринбургское издание Znak.com получило предупреждение от Роскомнадзора за фотографию из Сирии, на которой манифестанты топчут российский флаг. Эту публикацию в ведомстве расценили как осквернение государственного символа, за что предусмотрена ответственность по статье 329 УК РФ. «На сайте информационного агентства Znak размещен материал «В сирийском Алеппо после бомбардировки демонстранты растоптали российский триколор», содержащий иллюстрацию, изображающую группу людей, оскверняющую государственный флаг РФ», - говорится в сообщении Роскомнадзора, поступившем в РБК. Gjplytt информагентство Znak.com направило в Тверской суд Москвы жалобу на решение Роскомнадзора о вынесении изданию предупреждения за публикацию снимка антироссийской демонстрации в сирийском городе Алеппо, на которой толпа топчет ногами российский триколор. Любопытно, что этот снимок на сайте вообще-то не публиковался. Ведь, по словам заместителя главного редактора Znak.com Дмитрия Колезева, редакция не является первоисточником информации: в материале о демонстрации размещено не фото, а лишь код вставки сообщения из микроблога Рустема Адагамова, который сам разместил эту фотографию на своей странице в Twwiter. Этот прием называется ретвит. «Так как по инициативе Роскомнадзора этот блогер сам должен являться СМИ, получается, что мы цитируем другое СМИ в его лице и нести ответственность за эту информацию не можем, - прокомментировал ситуацию Колезев. - Кроме того, целью заметки было не возбуждение или пропаганда ненависти, а информирование о возможной реакции некоторых групп населения на происходящие события. При этом ни автор, ни редакция не выражали солидарности с действиями сирийских протестующих, занимая позицию нейтрального наблюдателя». Кстати, как только журналистам стало известно о претензиях Роскомнадзора, то есть еще до вступления решения суда в силу, данный материал был удален с сайта. Ведь в случае, если редакция получает за год два предупреждения от РКН, надзорный орган имеет право на инициирование прекращения деятельности СМИ.

ОКТЯБРЬ, 13
СМИ Адыгеи
Сайт «Свободное слово Адыгеи»
«Свежая газета»
Ещё 5 лет назад в Адыгее кроме официальных и рекламных изданий можно было насчитать около десяти независимых общественно-политических газет, принадлежащим общественным организациям и партиям. Сегодня это поле практически опустело. Закрыт сайт «Свободное слово Адыгеи», перестала выходить «Свежая газета». Издание общественной организации Союза славян Адыгеи «Закубанье» и ее авторы не вылезают из судов, отбивая всевозможные иски. Среди участников прошедшего недавно журналистского форума в Дагомысе был сотрудник газеты «Закубанье» А. Петин. В своем выступлении перед коллегами журналист признался, что представлять независимое от официальной власти мнение для журналистов республики становиться небезопасным. В частности, он рассказал: «Редактор «Свободного слова Адыгеи», член союза писателей Василий Пурденко признан экстремистом за размещение на сайте статьи о кадровой политике руководства Адыгеи. Вначале суд, втайне от редактора, признал материал экстремистским, а затем приговор получил и сам В. Пурденко. После года мытарств по судам, в которых журналист был вынужден отстаивать свое честное имя, и пережитого стресса инвалид 2 группы прожил совсем недолго. Редактор «Свежей газеты», блестящий публицист Наталья Намитокова приговорена к штрафу за публикацию абсолютно правдивой информации о бесчинствах «новых русских». Видеозапись с регистратора, зафиксировавшая бесчинства негодяев, была признана судом недопустимым доказательством в связи с тем, что полицейские нарушили процедуру изъятия видеозаписи. Факт был, но журналист, описавший его, оказался лжецом в глазах правосудия. Сейчас инициированы судебные иски и уголовное дело в отношении автора многих публикаций в «Закубанье», известного эколога Валерия Бриниха. Журналистка Светлана Болотникова дала на сайте «Большой Кавказ»» информацию о межэтническом конфликте в селе Белом. Местный суд (Красногвардейского района) опять же, втайне от неё и редактора сайта, признал статью журналистки экстремистской. А она узнала об этом через год, ознакомившись с федеральным списком экстремистской литературы на сайте Минюста РФ. Главная проблема, с которой мы столкнулись - ангажированность силовых ведомств и судов. Вы можете публиковать заявления очевидцев о том, как фальсифицировались материалы ДТП, «героем» которого стал друг главы республики, но вы не услышите внятной реакции силовиков. Вы можете писать о фирме, организованной высокопоставленными чиновниками для вывода бюджетных денег через налоговую инспекцию. Ответом будет молчание правоохранителей. А расправляются они с журналистами, когда те их слишком допекут, подобрав подходящую статью из известного «джентльменского набора»: демонстрация нацистской символики (статья 20.3 КоАП РФ), экстремизм (статья 282 УК РФ), разжигание ненависти к определенной социальной группе… В этой ситуации у независимых СМИ и журналистов Адыгеи выбор невелик: либо сворачивать всякую активность, либо обратить внимание на происходящее в Адыгее через центральные СМИ. Но для того, чтобы организовать публикацию в центральном издании, необходимо много денег. В этом вопросе мы не можем конкурировать с руководством Адыгеи, предусмотрительно заложившим в бюджет статью расходов на создание благоприятного имиджа республики. Поэтому нам остается уповать именно на солидарность братьев-журналистов. Правда, они должны понимать, что давать информацию о происходящем в Адыгее небезопасно.

ОКТЯБРЬ, 13
Роман Романов
В Красноярске известный местный блогер и фотограф заявил об избиении. О совершенном на него нападении Роман Романов рассказал сам и снял себя на видео, представ с окровавленным лицом и спиной, чтобы продемонстрировать нанесенные ему побои. Он отметил, что обратится за помощью к врачам, о заявлении в полицию блогер не упомянул. По словам Романова, на него напали около полуночи 13 октября возле подъезда дома, где он проживает. Двое неизвестных, рассказал Романов, били его по голове и спине, разглядеть их лица ему не удалось. «Судя по тому, что у меня на спине резаная рана, рубили топором. Позвоночник, не знаю, цел - не цел, болит очень сильно», - добавил он, предположив, что его хотели убить. По его словам, преступление не попало на видео-регистраторы стоящих рядом машин, а его камеру с велосипеда отломали и забрали. Роман Романов известен ведением фотохроники серьезных аварий, происходящих в Красноярске, а также рядом громких разоблачений. По факту нападения на Романова завели уголовное дело. Как пояснили в пресс-службе городской полиции, в по данному факту возбуждено уголовное дело по статье 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), устанавливаются нападавшие и обстоятельства совершенного преступления. Между тем, пострадавший записал новое видео-обращение уже из больницы, пояснив, что так как у него болят пальцы, он не может ответить всем на сообщения, в которых обеспокоенные друзья и знакомые интересуются его состоянием и предлагают помощь. Романов также рассказал, что ему сообщили врачи: «Врачи сказали, что меня рубили топором, прорубили мне позвоночник, отрубили какой-то отросток позвонка. Это все сшили, все нормально», - пояснил он. Активист также заявил, что сдаваться не собирается: он продолжит вести свой блог. Из случившегося он сделал другой вывод: решил «заниматься своей деятельностью во благо этого мира анонимно». Как можно предположить, сам пострадавший считает, что нападение на него было связано непосредственно с его блогерской деятельностью, а не являлось случайным, например, с целью грабежа.

ОКТЯБРЬ, 13
Сайта «7х7»
Суд Сыктывкара оштрафовал владельцев сайта «7х7» на 150 тыс. рублей за публикацию фото со свастикой, сообщает «КомиНьюс». Прокуратура возбудила административное дело по факту выпуска продукции с призывами к экстремизму. Иллюстрацию, выбранную журналистами к материалу «Верховный суд Коми отменил оправдательный приговор националисту Коловрату по делу о свастике», суд счел экстремистской. На фото была изображена надпись, сделанная Коловратом на стене Еврейского культурного центра в Сыктывкаре.

ОКТЯБРЬ, 14
Газета «Наш Город»
Портал Чегдомын.ком

В Хабаровском крае в региональный штаб Общероссийского народного фронта поступило обращение журналистов газеты «Наш Город» и блогеров портала Чегдомын.ком, в котором они жалуются, что их коллегам запрещают фотографировать, снимать видео и записывать на диктофон заседания городской думы Комсомольска-на-Амуре и администрации Верхнебуреинского района. Активисты ОНФ взяли данную ситуацию на контроль и проверят соответствующие факты ограничения прав граждан, сообщили в пресс-службе хабаровского ОНФ. Журналисты газеты «Наш Город» сообщили «фронтовикам», что городские депутаты Комсомольска-на-Амуре приняли поправки к положению о городской думе, запрещающие гражданам проводить фото-, видео-, телесъёмку и вести запись на диктофон. При этом они «забыли» о конституционном праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. А в Верхнебуреинском районе блогеров единственного районного портала Чегдомын.ком недавно выгнали с заседания местной администрации по проблемным вопросам ЖКХ за то, что их портал не зарегистрирован как сетевое издание. По словам блогеров, им пригрозили обращением в прокуратуру и дальнейшими санкциями.

ОКТЯБРЬ, 14
Виктор Гиржов
Журналисту Виктору Гиржову, одному из лидеров украинской диаспоры в России, на пять лет запрещен въезд в РФ. Сопредседатель региональной общественной организации «Украинцы Москвы», ответственный секретарь общероссийской общественной организации «Украинский конгресс России» Гиржов ночью был снят с поезда российскими пограничниками на переходном пункте «Брянск – Орловский». Постановлением ФСБ ему запрещен въезд в Россию на пять лет - с первого сентября 2015 года по 1 сентября 2020 года. Виктор Гиржов живет в Москве около двадцати лет, известен как журналист и политолог, ведет активную общественную деятельность как один из лидеров украинской диаспоры в России. Дважды был секретарем избирательной комиссии на территории украинского посольства в Москве во время прошлых парламентских и президентских выборов на Украине. В Москве у Виктор Гиржова - жена и двое взрослых детей. Все - граждане России.

ОКТЯБРЬ, 15
Анна Мамаенко
В Краснодаре пройдет судебное заседание по делу журналистки Анны Мамаенко, которую пытаются обвинить в порче имущества. Анне Мамаенко известна как литератор и журналист газеты «Тайное и явное», она также является автором ряда статей в «Новой газете» о разрушении исторического центра Краснодара. 25 февраля 2015 года А. Мамаенко подверглась нападению двоих мужчин, которые неожиданно стали заталкивать журналистку в автомобиль. При попытке самообороны она поцарапала машину ударом ноги. По словам девушки, прибывший на место сотрудник полиции сообщил, что двое нападавших являются внештатными осведомителями внутренних органов и заявил о денежном долге за царапину на автомобиле. Затем в отношении А. Мамаенко было возбуждено уголовное дело за порчу имущества. «От амнистии откажусь. Мне от государства ничего не нужно. Настаиваю на честном суде, по справедливости. Пусть будет, как будет. Буду биться до конца», – написала А. Мамаенко на своей странице ВКонтакте.

ОКТЯБРЬ, 15
Портал «НеСекретно»
Портал PermNews
В Перми Следственный комитет РФ сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении гендиректора ЗАО «Искра-Авигаз» Виктора Пыхтеева и его зама по экономике и финансам Ирины Трефиловой. Они подозреваются в уклонении от уплаты налогов с организации на 273 млн рублей. За три месяца до этого руководство предприятия пугало журналистов Налоговым и Уголовным кодексом РФ за разглашение сведений, прозвучавших в открытых судебных процессах. 3 июля порталы «НеСекретно» и PermNews первыми поведали об аресте зампредседателя Березниковской городской Думы Андрея Мусихина. По версии следствия, за взятку в 200 тысяч долларов США он хотел подкупить заместителя начальника краевого управления ФНС Виталия Макарихина. Оперативники ФСБ, куда обратился налоговик, скрытно контролировали переговоры и передачу денег. После задержания А. Мусихин подтвердил, что действовал как посредник в интересах ЗАО «Искра-Авигаз» для отмены результатов налоговой проверки. Межрайонная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам Прикамья насчитала предприятию недоимку в 278,4 млн рублей, пени на 72,2 млн рублей и штрафы на 26,6 млн рублей. Эти цифры фигурировали в материалах, с которыми следствие обратилось в суд для ареста А. Мусихина. Порталы «НеСекретно» и PermNews использовали в своих новостях данные с открытых процессов, которые состоялись в Ленинском районном и Пермском краевом судах 26 июня и 2 июля. Между тем, 9 июля газета «Коммерсантъ» в Перми» разместила на своем сайте заявление ЗАО «Искра-Авигаз». Обвинив неназванные налоговый орган, СМИ и конкурентов в распространении «ложной и порочащей» информации, анонимные представители предприятия объявили суммы доначисления налоговой тайной. А за ее разглашение пригрозили журналистам уголовным преследованием, «т. к. решение налогового органа еще не вступило в законную силу». Однако за два дня до этого, 7 июля, краевое управление ФНС отказало ЗАО «Искра-Авигаз» в удовлетворении апелляционной жалобы на решение межрайонной инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения – и оно вступило в силу. Это видно из решения арбитражного суда Пермского края от 28 сентября, полный текст которого выложен на официальном судебном сайте. На 29 страницах там подробно повествуется о том, как пермское предприятие недоплачивало налоги в российскую казну.

ОКТЯБРЬ, 15
Газета «Деловой Петербург»
Телеканал «Санкт-Петербург»
Телеканал «Россия»
В Санкт-Петербурге журналистов «Делового Петербурга», каналов «Санкт-Петербург» и «Россия» не пускают на встречу дольщиков ГК «Город» с владельцем группы компаний Максимом Ванчуговым. Встреча должна пройти в офисе ГК на Морской набережной. Как сообщает «Мой район» со слов очевидцев, члены инициативной группы дольщиков отказываются идти в офис ГК «Город» без журналистов. При этом Ванчугов пообещал, что в 19:00 приедут журналисты, которых пригласил он, а этих пускать не собирается. Напомним, что 7 октября под Петербургом был убит муж активистки группы обманутых дольщиков ГК «Город» - Константин Андреев. Тело Константина Андреева было найдено на территории частного домовладения, где потерпевший проживал с супругой Аллой Андреевой. На машине семейной пары якобы было написано: «Ты следующая».

ОКТЯБРЬ, 15
Максим Суханов
В Москве журналисты программы «Вести» пострадали при попытке выяснить личность 17-летнего юноши, спровоцировавшего жуткую аварию на Зубовском бульваре в Москве. Корреспондентов избили личные охранники «золотого мальчика», мчавшегося по столице со скоростью почти 200 км/ч. Отпор журналисты получили, когда попытались узнать, имеет ли он отношение к семье израильского бизнесмена Льва Леваева, одного из крупнейших торговцев бриллиантами в мире. По данным СМИ, юноша является сыном бизнесмена, учится в МГИМО. В результате ДТП Ferrari сгорел дотла, пострадал не только водитель, но и пассажир, оказавшийся гражданином Франции. Очевидцы рассказали, что юношу доставили в НИИ Склифосовского. Когда журналист «Вестей» Максим Суханов спросил юношу, как часто тот позволяет себе ездить без прав, родственники и друзья юноши набросились на него. На месте вызвали сотрудников полиции. Когда стражи порядка попытались выяснить личности людей, напавших на Суханова, представитель личной охраны водителя Ferrari толкнул полицейского, оказав сопротивление, не подчинившись его законным требованиям. После этого мужчина выбежал из больницы и скрылся на дорогом Mercedes, едва не сбив перегородившего ему дорогу полицейского.

ОКТЯБРЬ, 16
СМИ Ханты-Мансийского автономного округа
Губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова первой откликнулась на призыв президента РФ к главам регионов – ограничить освещение своей деятельности в СМИ (при этом полностью отказавшись от ее пиара). Вместе с В. Путиным призвал к этому руководителей субъектов РФ и муниципалитетов Общероссийский народный фронт. Пока первые лица губерний и провинций раздумывают, с чего начать сокращаться (и как отличать пиар от простой информации) глава ХМАО - Югры решила этот вопрос радикально – решение об упразднении должности ее пресс-секретаря и всей пресс-службы (7 штатных единиц), по ее поручению должно быть принято окружным правительством в ближайшее время. Начальник ликвидируемого ведомства Вера Царева сказала ФЗГ, что часть его сотрудников, возможно, перейдет в департамент общественных и внешних связей, но его функции существенно отличаются от пресс-службы: в новом формате он будет заниматься совсем не тем, что принято называть «информационной политикой». «Его основная задача – обеспечивать связь органов власти с гражданским обществом». Начальник Управления пресс-службы считает, что в Ханты-Мансийском округе, в отличие от многих других регионов, оно существует, и «чтобы это понять, надо хоть раз побывать на встречах губернатора с жителями муниципальных образований» – райцентров, городов, отдаленных сел. Проводятся они регулярно, и «это – не формальные мероприятия»: любой желающий может туда прийти, выйти на сцену и высказать наболевшее (регламента нет: иногда эти встречи заканчиваются после полуночи). Все замечания, предложения фиксируются - на сайте правительства ХМАО-Югры их набралось уже более 500: они расходятся по разным ведомствам и принимаются ими не только к сведению, но и к действию. Департамент по связям с общественностью займется также «взаимодействием власти с общественными советами, экспертным сообществом» и со СМИ в том числе (но специального отдела по связи с ними не предусматривается). «Никто не преуменьшает их значения, но сейчас у нас другие приоритеты: никой пресс-релиз, статья или телесюжет не заменят живого общения с населением». Власть округа намерена теперь общаться с ним без «посредников»: не через экран ТВ, ноутбука или газету, а тет-а–тет. И ставит целью вовлечь как можно больше людей в процесс управления, и в назначение управленцев. Такое тут уже практикуется: «публичный отбор» руководителей социальных департаментов, главврачей. Все, что рассказывает наша собеседница – интересно, но весь рассказ ее смахивает на пиар, чем заниматься нынче окружным властям (да и всем, которые не федеральные) нежелательно, а скоро будет, вероятно, запрещено. Придется им умалчивать о таких новациях, а если журналисты о них узнают, то руководству ХМАО от федерации за разглашение информации может влететь по-крупному. Как тут быть? Как вообще будут себя чувствовать местные СМИ в этом округе и в других регионах (не сомнений, что примеру Натальи Комаровой последуют ее коллеги по всей стране) после ликвидации пресс-служб в региональных администрациях? Даже если, как сказала нам Вера Царева, «власть останется всегда открытой для СМИ» – одной открытостью сыт не будешь: без пиара финансирование редакций сократится наверняка. И откуда будет оно идти при отсутствии формальной связи с администрациями? Известный в ХМАО политолог Александр Корнеева в открытость власти и сближение ее с народом не верит: «При нынешней ситуации нас ждет исчезновение местных СМИ – не только сетевых, но и печатных, не только частных, но и государственных». К сворачиванию информационного пространства их принуждают, как сообщалось в дайджесте ФЗГ № 724, и изменения в федеральный закон «О связи», обязывающий местных провайдеров брать ТВ-сигнал у Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС) – см. монитор за сентябрь 2015 года. Региональный эфир будет вытеснен федеральными каналами: власть в регионах станет невидимой, как в советские времена, когда мало кто знал в лицо секретарей обкомов: хотя время от времени и они встречались в трудовых коллективах с простыми людьми, но как бы растворяясь при этом в образе генерального секретаря. Вот и сейчас глава государства не запрещает себе пиариться.

ОКТЯБРЬ, 19
«ТВ ТРЕК»
Известная в Приморском крае компания ООО «Пульс – Северное Приморье» (город Арсеньев), выпускающая популярную газету «Северное Приморье», выставила на продажу ЗАО «ТВ ТРЕК». Локальная телекомпания вещает на территории Приморья. Гендиректор «Пульса» Жанна Чекризова сообщила, что стартовая цена доли ТВ в 80% - 400 тысяч рублей. Популярная телекомпания осуществляет вещание ежедневно с 17 часов до 1 часу ночи на федеральной частоте РЕН-ТВ по договору, студия обеспечена оборудованием и персоналом. Рейтинг телевидения в Арсеньеве - более 50%, особенно популярны новостная программа «Наша неделя» и программа-интервью «Открытый разговор». Причина продажи популярного канала - чисто экономическая, компания столкнулась с кризисом неплатежей. Рекламодатели и партнёры задолжали телекомпании более 300 000 рублей (на 15 октября) по подписанным договорам, должники постоянно обещают долги заплатить. Но не платят. «Эти неплатежи и спровоцировали просрочки и долги по платежам за аренду муниципального помещения, за услуги Краевого радио–телевизионного передающего Центра, хотя долгов по налогам и зарплатам у «ТВ-ТРЕК» нет», - комментирует ситуацию Жанна Чикризова. ЗАО «ТВ-ТРЕК», по её мнению, ищет инвестора, потому что есть желание сохранить местное телевидение, популярное у жителей центрального Приморья. Программы компании «ТВ-ТРЕК» отличают мастерство и высокое качество. «В прошлом 2014 году телекомпания стала победителем Приморского краевого конкурса СМИ в номинации «Лучшее региональное телевидение», имеет дипломы всероссийского конкурса СМИ «Созвездие РЕН-ТВ». Телевидение это – частное, независимое. Возможно, это и вызывает у некоторых кругов недовольство, поэтому и предпринимаются попытки задушить ТВ экономическими способами» - считает Жанна Чекризова. - Но коллектив не сдаётся». А пока оно выставлено на продажу.

ОКТЯБРЬ, 20
«Газета.Ру»
Газета «Троицкий вариант»
В Москве журналиста «Газеты.Ру» не пустили в Российский научно-технический центр информации по стандартизации. Там проходило заседание диссовета по жалобе сообщества «Диссернет» на присуждение ученых степеней трем людям, ранее защищавшимся в этом диссовете. В отказе выписать пропуск на проход в здание ученый секретарь диссовета Анатолий Стреха сослался на режимность объекта и на закон о СМИ, заявив, что заявление на аккредитацию должно было подаваться «хотя бы за неделю», передает «Газета.Ру». Председатель диссовета Михаил Ломакин, замдиректора «Стандартинформа», отказался назвать или предоставить документ, на основании которого отказался пропустить журналистов, а при попытке сфотографировать его позвал охрану. Кроме журналиста «Газеты.Ру» на заседание диссовета не был допущен журналист газеты «Троицкий вариант». Согласно положению о диссоветах организация, на базе которой создан диссертационный совет, обеспечивает гласность его работы. Стевое сообщество «Диссернет» проверяет диссертации разных политиков и общественных деятелей на плагиат и другие нарушения.

ОКТЯБРЬ, 20
Съемочная группа TVSAR
В Саратове совершено нападение на сотрудников съемочной группы TVSAR (проект ИА «Взгляд-инфо»). Нападавший, пытаясь помешать съемке, нецензурно выражался в адрес журналистов и нанес удар рукой по видеокамере. Дорогостоящая техника вышла из строя. Это произошло во время встречи жителей улицы Большая Затонская с представителями ООО СК «Бастион», проводящего работы по благоустройству территории рядом с небоскребом «Елена». В тот момент, когда журналисты зашли в офис фирмы, на них напал мужчина, который, предположительно, является директором компании Алексеем Овсянниковым. Редакция ИА «Взгляд-инфо» официально обращается к руководителю СУ СКР по Саратовской области Николаю Никитину с просьбой провести проверку по поводу воспрепятствования законной журналистской деятельности (статья 144 УК РФ) и привлечь виновных к уголовной ответственности.

ОКТЯБРЬ, 21
Гафиулла Газизов
В Елабуге (Республика Татарстан) задержан корреспондент Радио Свобода Гафиулла Газизов. Полиция и сотрудники Следственного комитета ворвались в помещение, где около 40 активистов отделения Татарского общественного центра проводили встречу. Была начата проверка документов. Людей, у которых не было при себе паспорта, принудительно доставили в ОВД для выяснения личности. Среди задержанных - корреспондент Радио Свобода Гафиулла Газизов, освещавший мероприятие. По словам журналиста, полиция конфисковала его видеокамеру и сломала фотоаппарат. Никаких объяснений задержания дано не было. Сами активисты считают, что целью властей было сорвать собрание. Татарский общественный центр существует во многих районах республики и является неправительственной организацией, которая проводит кампании по сохранению татарской национальной идентичности, языка и культуры.

ОКТЯБРЬ, 22
Илья Варламов
ГТРК-Омск
Арбитражный суд Омской области удовлетворил иск фотографа и блогера Ильи Варламова к «Государственной телерадиокомпании - Омск» (ГТРК-Омск) о нарушении его прав и взыскании 280 тысяч рублей компенсации. Причиной конфликта послужили 6 фотографий, которые «ГТРК-Омск» использовала для оформления своего сайта. Суд решил, что авторские права на эти снимки принадлежат Илье Варламову. В связи с этим суд установил, что право на иллюстрирование новостных сообщений с помощью фотографий истца у ответчика отсутствовало, передает РАПСИ. Намерена ли «ГТРК-Омск» обжаловать данное решение, пока неизвестно.

ОКТЯБРЬ, 22
СМИ Ростова-на-Дону
Неделю назад пришлось звонить в инспекцию по делам несовершеннолетних города Шахты (Ростовская область) – заканчивала статью о матери, привлеченной к уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми. Мамаше присудили штраф в 30 тысяч рублей, но детей ей вернули, и теперь ИДН должна неустанно контролировать эту семью, где трое малышей находятся «в социально-опасном положении». Увы, как и стоило ожидать, рядовые сотрудники и руководители подразделений шахтинской инспекции категорически отказались отвечать на вопросы: начальство запрещает им даже разговаривать с журналистами без разрешения пресс-службы областного ГУВД. К сожалению, и обращения в ГУВД тоже не дало результатов: ни на устные запросы информации, адресованные, как этого требуют правила внутреннего распорядка, дежурному офицеру пресс-службы, ни на письменные, направленные по электронной почте лично руководителю пресс- службы Наталье Устименко, ответа не последовало. Эта история повторяется раз за разом: в июне редакция газеты «Большой Ростов» не получила ответ на похожий вопрос – о работе ИДН с неблагополучными семьями, где дети находятся в таком же опасном положении. В июле после устных запросов и писем по электронной почте, оставшихся без ответа, пришлось нести в ГУВД запрос на редакционном бланке с «мокрой печатью», чтобы вручить его под роспись дежурному офицеру. Только после этого пришёл по электронной почте ответ в несколько строк: «Уголовные дела, ходом которых Вы интересуетесь, находятся в производстве Главного следственного управления ГУ МВД России по Ростовской области. В настоящее время выполняется комплекс следственно-оперативных мероприятий, направленных на установление обстоятельств расследуемых событий. В данный момент в интересах следствия информация о ходе расследования не подлежит распространению. По завершении следствия, при актуальности, Вам будут предоставлены комментарии». Актуальности это следствие по уголовным делам организованной преступной группировки, в которую входят действующие и бывшие собственники и директора управляющих компаний, потерять не может. Оно идёт уже почти год в обстановке строжайшей секретности, но, как это обычно и бывает, нашлись добрые люди. «Слили» в СМИ всю информацию об ОПГ, укравшей 200 млн. рублей коммунальных платежей у жителей городов области, исправно плативших за свет, тепло и воду, а также у ресурсоснабжающих организаций, которые поставляли эти услуги. А недавно на одном из новостных порталов появилась заметка о том, что старший следователь, молодая дама, лейтенант полиции, продавала подследственным вещдоки из этого самого уголовного дела. Постранично, поштучно торговала листиками из блокнота, изъятого сотрудниками ФСБ во время обыска в управляющих компаниях. Хозяин блокнота записывал в нём, когда и кому он отдаёт украденные деньги. Вот тебе и вся «секретность», шила в мешке всё равно не утаишь. Но разве не страдает репутация МВД и его сотрудников от того, что от рядовых граждан тщательно скрывается информация о том, чем же занимаются стражи порядка. Какие серьезные преступления раскрывают (да хотя бы тот факт, что барышня – лейтенант арестована и помещена в следственный изолятор)? В пресс-службе ГУВД по Ростовской области работает шесть офицеров в разных званиях и один штатский специальный корреспондент, трудятся они в поте лица, на ленте новостей постоянно появляются свежие пресс-релизы. Чаще всего под заголовком «Сотрудники полиции работают на месте ДТП» или «Розыск несовершеннолетнего» и (уже через час) «Несовершеннолетний найден». Может быть, для ответов на вопросы журналистов при такой загруженности у пресс-службы просто не остаётся времени? Или это такая «установка свыше» – не давать СМИ никакой информации? Не так давно один из полицейских следователей, проводивший обыск в Областном совете профсоюзов по ещё одному громкому коррупционному делу, так и сказал: «Мы подписываем бумагу, что разговаривать с журналистами нам запрещено, если начальство узнает, что я вам хоть слово сказал, меня тут же уволят».

ОКТЯБРЬ, 22
ТРИЭС
ИА «Верхняя Волга»
ООО «Уралинформбюро»
«Аргументы и факты»
Довольно доходный бизнес удалось наладить московскому блогеру Илье Варламову. Посодействовали его финансовому успеху арбитражные суды и СМИ, напечатавшие без спросу фотографии, размещаемые им в блоге. Самыми дорогими стали фото котенка по имени Омск, проданного Варламовым на виртуальном аукционе (сумма сделки не разглашается, но, как мы писали в дайджесте № 719, предложение в размере 185 тыс. рублей было не последним). По окончании аукциона – не сразу, а месяца три спустя – блогер подал иски на омские СМИ, опубликовавшие эти снимки. В число ответчиков попал и главный региональный телеканал ГТРК «Омск»: за 6 фотографий его серого тезки, выложенных телевизионщиками на сайте без разрешении автора, взыскано судом в его пользу 280 тыс. рублей (по 40 тысяч за каждую плюс 40 тысяч за то, что они не были оперативно с данного ресурса удалены). 400 тыс. рублей потребовал Варламов, как сообщалось в упомянутом дайджесте, с информационного агентства «Омскинформ». Суд уменьшил требование вдвое, оценив 17 позаимствованных фото, в том числе и котенка, в 200 тыс. руб. (см. монитор за август 2015 года). Еще один иск предъявил блогер издательскому дому ТРИЭС: за 9 фото все того же животного, скопированных на портале ТОП55 истец запросил 270 тыс. Иск еще не рассматривался, но, по всей вероятности, и он будет судом удовлетворен – может быть, не в полном объеме, но в чувствительном для местного СМИ. Замечено, что правосудие благосклонно к известному блогеру не только в Омске. В частности, удалось ему высудить за использование своих фото 150 тыс. руб. у агентства «Верхняя Волга» (Ярославль), столько же – у ООО «Ура.ру», 210 тыс. у ООО «Уралинформбюро». Успешно судится Илья Варламов и со столичными СМИ. Так, 7 октября с.г. Арбитражный суд Москвы полностью удовлетворил его иск к ИД «Комсомольская правда» - на сумму 480 тыс. руб. В исках к московским редакция «Московского комсомольца» и ВГТРК блогер просит соответственно 330 и 240 тыс. руб. По данным еженедельника «Бизнес-курс», ранее Варламовым был предъявлен иск московским «Аргументам и фактам» на 420 тыс. руб., но по неизвестным причинам в мае сего года истец его отозвал. Омским журналистам теперь остается радоваться тому, что блогеру Илье Варламову, три года назад выдвигавшемуся в градоначальники, не удалось занять этот пост (собрал только пятую часть требуемого числа подписей), иначе, может статься, многие здешние СМИ давно уже были бы разорены: с такой интенсивностью с ними судился только бывший региональный глава, отличавшийся особой авторитарностью в сравнении с большинством губернаторов. Какими бы ни были нынешние руководители Омского региона, к их несомненным достоинствам можно отнести терпимое отношение к СМИ, которые с тех пор стали в нем значительно более независимы и часто дают властям поводы для исков, но первые лица Омска и области пока ни разу ими не воспользовались.

ОКТЯБРЬ, 25
Радио «Болид»
Как сообщил «В курсе.ру» главный редактор радиоканала «Болид» Василий Панов, ООО «Пермская телефонная компания» (ПТК) без предупреждения отключило канал подачи аудиосигнала на передатчик радиоканала. «Мы прекрасно понимаем, что в нашей жизни все возможно, аварии, ЧП и т.д. Но в случае аварийной ситуации инженеры ПТК могут теоретически предупреждать, дабы мы могли быстрее сориентироваться и запустить резерв. Мы сегодня неоднократно звонили в ПТК, чтобы прояснить ситуацию и узнать точное время возобновления эфирного вещания», - рассказал Василий Панов. По его словам, дежурный оператор сказала, что информация передана специалистам, у которых сегодня выходной. «От лица радиоканала «Болид» я как главный редактор приношу извинения слушателям и рекламодателям за предоставленные неудобства», - заявил Василий Панов в беседе с корреспондентом «В курсе.ру». Отметим, что перебои вещания радио «Болид» происходят регулярно: ПТК без каких-либо уведомлений отключает канал подачи аудиосигнала радиостанции

ОКТЯБРЬ, 25
Съемочная группа телеканала СТБ
Российские пограничники отказались пропускать на территорию страны съемочную группу украинского телеканала СТБ, которая направлялась в Донецк Ростовской области для работы на суде по делу Надежды Савченко. Внезапные проблемы у группы возникли на таможне, на одном из пунктов пропуска в Белгородской области. Сотрудники ФСБ около часа расспрашивали всех членов группы о политических взглядах. Задержанная российскими пограничниками съемочная группа телеканала СТБ работала на всех предыдущих заседаниях по делу Савченко и без проблем проходила пограничный контроль – правда, это происходило в Москве, в аэропорту. После того, как прямое авиасообщение между Россией и Украиной прервалось, поэтому украинские журналисты решили добраться до Ростовской области на автомобиле. Вечером 25 октября журналист телеканала СТБ Алена Лунькова (Шевченко) написала в фейсбуке: «Уже 16 часов мы не можем въехать в РФ. Аккредитация МИД РФ есть. Все остальные необходимые документы тоже. Уже на втором пункте пропуска не могут внятно объяснить причину. «Мы не можем вас выпустить с камерой, надо ее оформить как 20-тонную фуру. Такой порядок». Это единственное, что мы услышали. Письменно попросили объяснить причину. Ждем. Приехал заместитель начальника таможенного поста. Сказал ждать 15 минут. Уже ждем час».

ОКТЯБРЬ, 26
Съемочная группа телеканала СТБ
Российские пограничники отказывались пропускать на территорию страны съемочную группу украинского телеканала СТБ, которая направляется в Донецк Ростовской области для работы на суде по делу Надежды Савченко. Попытка украинских журналистов попасть в Россию утром 26 октября поначалу также закончилась неудачей – на этот раз вопросы возникли у пограничников. Лишь около 16 часов съемочной группе удалось пройти паспортный и таможенный контроль - после полного досмотра личных вещей и «просвечивания» автомобиля на рентгеновском аппарате. Несмотря на то, что после отказа во въезде 25 октября вечером журналисты уже не успевали к началу заседания по делу Савченко, съемочная группа СТБ решила не возвращаться в Киев и предпринять еще одну попытку попасть в Россию утром 26 октября. О подробностях происходящего журналист телеканала Алена Лунькова рассказала Радио Свобода: «Мы приехали сначала на один пункт пропуска (МАПП Нехотеевка. – РС), где нам сказали, что мы не имеем права ввозить эту технику, потому что она слишком дорогая. Аннулировали нам печати. Мы развернулись и поехали, взяли технику, которая якобы должна была в эту сумму вместиться, и поехали на другой пункт, который ближе – это Шебекино. Как только мы подъехали, сразу подошли сотрудники ФСБ и по часу каждого по очереди допрашивали». Через несколько часов после этого разговора стало известно, что украинских журналистов все-таки пустили в Россию - после полного досмотра личных вещей и «просвечивания» автомобиля рентгеновским аппаратом.

ОКТЯБРЬ, 26
Редакция «Вечерний Краснотурьинск»
Судья мирового суда Краснотурьинска (Свердловская область) Юлия Лещенко оштрафовала начальника МУ «УЖКХ» Светлану Бидонько за то, что чиновница вовремя не ответила на журналистский запрос редакции «Вечерний Краснотурьинск». Корреспонденты газеты пытались получить у Светланы Анатольевны ответы на вопросы читателей. В частности, краснотурьинцев интересовало, почему ремонт городских дорог проходит в дождливую погоду, и кто понесет ответственность за травмы горожан, полученные из-за разваливающейся дорожной инфраструктуры. Оба запроса Бидонько оставила без внимания, проигнорировав проблемы читателей «ВК». Равнодушное отношение к своим обязанностям стоило Светлане Бидонько две тысячи рублей. Наказать чиновницу за бездействие помогла городская прокуратура. «Периодически к нам поступают подобные обращения, - говорит прокурор Краснотурьинска Владимир Березин. - Летом этого года еще одно должностное лицо понесло наказание за игнорирование запроса». В июле этого года по подобной жалобе была наказана судебный пристав Гюзель Щупова. За неправомерный отказ в предоставлении информации суд оштрафовал Щупову на 5 000 рублей. Чиновники администрации Краснотурьинска периодически позволяют себе игнорировать официальные запросы журналистов «ВК» или ограничиваются «отписками» не несущими в себе никакой информации.

ОКТЯБРЬ, 26
Елена Зайцева
Главный редактор телеканала «ОТВ-Серпухов» (Московская область) Елена Зайцева уволена с занимаемой должности. Об этом сообщила сама Зайцева. Она объяснила своё увольнение конфликтом с владельцем телеканала. По словам Зайцевой, её уволили против собственной воли. Ранее сотрудники «ОТВ-Серпухов» сообщали о задержках с выплатой заработной платы. Елена Зайцева дала «Смитанке» эксклюзивный комментарий по поводу сложившейся ситуации: «Информация о том, что я уволилась с «ОТВ-Серпухов», не совсем верная. Когда я давала интервью вашему изданию о том, что наш запуск – чистая авантюра, так и было. Телеканал полностью лишен финансирования, а чтобы выйти хотя бы на частичную самоокупаемость, как известно, нужно не менее года. В данный момент несколько человек написали директору МУПа уведомления о том, что не выйдут на работу до полного погашения долга по зарплате (это почти за 2 месяца). Один монтажер уволился. В понедельник практически уже некому будет делать новости. Директор МУПа С. Канаичева долго вводила в заблуждение коллектив, рассказывая сказки о том, как у нас все будет хорошо, совершенно не понимая, как это сделать. На недавнем собрании, когда ее призвали к ответу, что будет с каналом, она сказала, что только что из администрации и заключила несколько больших контрактов, почти на миллион. Но эта информация оказалась ложью, ее не подтвердили наши источники в администрации. Городскую власть она наоборот успокаивала, говоря, что работает в поте лица и предприятие развивается. Она довела предприятие и коллектив до полного развала. Я имела дерзость сказать ребятам правду о том, что, если не будет принято какое-то кардинальное решение в части нашего финансирования, им придется работать за 3 копейки минимум до весны, пока готовится платформа под большую рекламу. После этого мне предложили уволиться. Я отказалась. Признаться честно, такой порыв у меня был еще до запуска, потому, что в таком режиме, как сейчас, невозможно работать. И я даже написала заявление, пришла к ней расстроенная, но она тогда меня отговорила. Но потом я решила, что капитан не должен покидать тонущий корабль первым. В сложившейся ситуации на сегодняшний день, когда коллектив требует зарплаты и прозрачности, не добившись ни того, ни другого, почти все ребята собрались пригласить юриста и написать открытое письмо в администрацию. Для директора это означало признать свою несостоятельность в управлении предприятием. Тогда она практически достала откуда-то из мусорки мое старое неудавшееся заявление и уволила меня». Телеканал «ОТВ-Серпухов» принадлежит МУП «Серпуховское информационное агентство», основная деятельность которого, согласно официальным документам - размещение наружной рекламы в городе. В июне 2015 года на предприятии сменился гендиректор: указом и.о. главы города Дмитрия Жарикова им назначена Светлана Канаичева.

ОКТЯБРЬ, 26
Газета «МК в Питере»
Куйбышевский суд Петербурга отказал ректору университета профсоюзов Александру Запесоцкому в иске к газете «МК в Питере». Оспаривалось содержание статьи «Кто крадет озера», которую опубликовало издание в августе 2014 года. По данным интернет-газеты «Фонтанка», судья Татьяна Кузовкина не нашла оснований удовлетворить требования Запесоцкого о признании сведений не соответствующими действительности и взыскании с журналистов миллиона рублей в качестве компенсации морального вреда. Также ректор претендовал на опровержение опубликованных данных, а в случае отказа газеты от исполнения решения суда - еще на 500 тысяч рублей. 27 августа 2014 года в газете «МК в Питере» вышло интервью с лидером движения против захвата озер Ириной Андриановой. В нем шла речь о перекрытии доступа к водоемам для рядовых граждан.

ОКТЯБРЬ, 26
СМИ Волгограда
Губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова начали искать через программу «Жди меня». Заявку с просьбой найти чиновника оставил местный житель. «Последний раз Андрея Ивановича видели 13 октября, когда он провел совещание по строительству интермодального комплекса на базе аэропорта. С тех пор о губернаторе ничего не слышно», - сказал изданию V1.ru автор обращения Кирилл Кусмарцев. Он отметил, что исчезновение губернатора на две недели «вызывает у него чувство серьезного беспокойства за жизнь и здоровье» Андрея Бочарова. «Сайт областной администрации не публикует никаких материалов о работе главы региона, подконтрольные СМИ перестали освещать его деятельность», - добавил житель Волгограда. Волгоградский журналист Ярослав Малых из газеты «Коммерсантъ - Нижняя Волга» подтвердил в Фейсбуке, что губернатор не появляется на официальных встречах. «Пресс-служба администрации Волгоградской области «разворачивает» журналистов, которые пришли на заседание администрации. Говорят, «когда ведет не Бочаров, то без СМИ». Интересная практика», - написал журналист. Позднее «Социнформбюро» со ссылкой на источник в областной администрации сообщило, что Андрей Бочаров после празднования своего дня рождения отправился на свою родину, в Барнаул. Поездка затянулась, но уже вечером 26 октября Бочаров вернулся в Волгоград.

ОКТЯБРЬ, 27
СМИ Уфы
Администрация Уфы установила дресс-код для представителей СМИ, желающих взять интервью или стать участниками официальных мероприятий. Отныне журналистам придется соблюдать деловую этику и отказаться от свободного стиля одежды, информирует издание ToDay News Ufa. При несоблюдении правил будут рассматриваться вопросы о присутствии журналиста на мероприятии. В пресс-службе мэрии отметили, что в первую очередь ограничение касается одежды из джинсовой ткани. Ряд представителей СМИ негативно отнеслись к новым требованиям относительно внешнего вида и намерены игнорировать дресс-код.

ОКТЯБРЬ, 27
Илья Азовский
Прокуратура Архангельской области утвердила обвинительное заключение в отношении главного редактора газеты «Правда Северо-Запада» Ильи Азовского. Журналиста обвиняют по статье 228 УК РФ («Незаконное приобретение и хранение без цели сбыта психотропных веществ»). Как сообщили в прокуратуре, следствием было установлено, что редактор приобрел психотропное вещество амфетамин в крупном размере, которое с целью личного потребления незаконно хранил, в том числе, при себе. «Совокупность установленных по делу фактических обстоятельств достаточна для обвинения Азовского в инкриминируемом ему преступлении. Уголовное дело направлено в Октябрьский районный суд Архангельска», - считают в областной прокуратуре. Напомним, журналист был задержан правоохранительными органами еще в начале июня 2015 года (см. монитор за июнь 2015 года).

ОКТЯБРЬ, 28
Съемочная группа телеканала СТБ
В Донецке Ростовской области, где проходит суд над украинской военнослужащей Надеждой Савченко, вновь задержали съемочную группу украинского телеканала СТБ, освещающую процесс. Как сообщает корреспондент Радио Свобода, журналистов, ехавших в суд, остановили сотрудники ГИБДД под предлогом того, что у кого-то не был пристегнут ремень безопасности. Подъехавший заместитель начальника городской полиции по обеспечению общественного порядка заявил, что проводится операция «Анаконда» и что паспорта украинских журналистов вызывают сомнения. Он также заявил, что украинские журналисты могли подделать документы о прохождении таможенного контроля на украино-российской границе и предложил им проследовать в отделение полиции для выяснения личности. При этом он не предъявил никаких документов о проведении операции и никаких оперативок. В результате журналисты закрылись в машине и не выходили из нее, пока на место происшествия не прибыл Генеральный консул Украины в Ростове-на-Дону Виталий Москаленко. Съемочную группу СТБ доставили в полицейское отделение, где продержали в течение трех часов «для проверки личности», а затем отпустили, взяв объяснения, кто они, когда и как пересекли границу.

ОКТЯБРЬ, 28
Газета «Родной город»
В Саратовской области прекращен выпуск газеты «Родной город». Об этом сообщила в Фейсбуке редактор газеты Ольга Жарикова. Получить ее комментарий «Четвертой власти» не удалось, по сотовому номеру бывший главред не отвечает. Издание выходило при поддержке депутата Госдумы Антона Ищенко. Его телефон, как и у Жариковой, молчит. В медиапул депутата входит также интернет-портал «Стройсар», о его проблемах также распространилась информация. В частности, журналисты сетевого издания активно трудоустраиваются в других саратовских СМИ. Впрочем, в телефонном разговоре главный редактор «Стройсара» Елена Налимова отрицает возможную остановку деятельности. «Нет-нет, наш портал будет работать, он работает. Закрывается только «Родной город»,- сообщила она.

ОКТЯБРЬ, 28
Центр защиты прав СМИ
Центральный районный суд Воронежа отклонил жалобу Центра защиты прав СМИ на штраф за то, что организация добровольно не вошла в реестр НКО – иностранных агентов. Напомним, в этот реестр Центр был внесен Минюстом в начале этого года. Сразу после этого ведомство обратилось в суд, который и принял решение о штрафе в размере 300 тыс. рублей. НКО оспорила это решение в апелляционной инстанции (см. монитор за сентябрь 2015 года). На судебном заседании представители Центра защиты прав СМИ подали несколько ходатайств. В частности, они попросили приобщить к делу лингвистическую и политологическую экспертизы, которые указывали на отсутствие в деятельности организации политической составляющей. Но судья отклонила все ходатайства представителей Центра. «Судья зачитала решение, которое почти полностью дублирует акт Минюста, - прокомментировала итог апелляции юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова. – Теперь, когда решение первой инстанции вступило в силу, мы должны выплатить штраф. Но Центр защиты прав СМИ будет подавать жалобу в Европейский суд по правам человека». Параллельно организация оспаривает в другом районном суде Воронежа внесение в список «иноагентов». На данный момент по делу назначена психолого-лингвистическая экспертиза, которую выполняют в Ростове-на-Дону представители Южного федерального университета.

ОКТЯБРЬ, 28
Газеты Краснодарского края
Фонд госимущества Краснодарского края 12 ноября 2014 года провел аукцион по продаже 100% доли в уставном капитале ООО «Газетное издательство «Периодика Кубани». После приватизации собственником самого известного на Кубани издательства, являющегося одним из соучредителей 45 городских и районных газет Краснодарского края, стал никому не известный в крае Игорь Тарасов. В результате многочисленных пертурбаций районки Кубани изменили организационно-правовую форму и теперь являются обществами с ограниченной ответственностью - ООО. Бывший руководитель департамента СМИ и ООО «Периодика Кубани» Ольга Горохова в настоящее время находится под следствием, против нее возбуждено 2 уголовных дела - чиновницу подозревают в нецелевом расходовании бюджетных средств и в мошенничестве в особо крупных размерах. У собственника предприятий, при которых созданы редакции – комитета имущественных отношений Краснодарского края, появились вопросы и к главным редакторам (они же - и генеральные директоры предприятий) районных и городских газет. После проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий-редакций выявлены факты начисления гонорара редакторам. Начисление редактором гонорара самому себе сочли нарушением. Суммы гонорара, подлежащего возврату, для редакторов районок солидные: от 50 тысяч до 70 тысяч рублей. Редакторы не согласны с такой постановкой вопроса, ведь в небольших коллективах районных газет пишущих журналистов раз-два и обчелся и редактору приходится писать самому не от хорошей жизни. Минувшим летом на краевом журналистском форуме в поселке Ольгинка редакторы обратились с этим вопросом к тогда еще исполняющему обязанности губернатора Вениамину Кондратьеву. Вениамин Иванович дал команду приостановить истребование полученных редакторами гонораров. Но до конца вопрос возврата так и не решен. Приближается время годовых отчетов, и редакторы полагают, что по этой причине у них обязательно возникнут проблемы со сдачей отчетов. Кроме того, они хотят, чтобы вопрос можно ли им писать в собственную газету и получать за этот гонорар был решен в правовой плоскости и не ставил их вне закона.

ОКТЯБРЬ, 28
Съемочная группа телеканала «360 Подмосковье»
В Москве сотрудники «черного» визового центра вновь устроили драку с журналистами телеканала «360 Подмосковье», осуществлявшими съемку в офисе компании на Зубовском бульваре, а один из находившихся в помещении мужчин угрожал ножом оператору. Сотрудники мнимого визового центра, которые брали с клиентов деньги за оформление виз, а затем возвращали пустые паспорта, требовали прекратить съемку, после чего один из них бросил в корреспондента программы «Расследование 360» тюбик клея и перешел от словесных угроз к рукоприкладству. Разнять сцепившихся мужчин удалось клиентам компании, но на этом выяснение отношений не закончилось. Сидевший у стены неприметный мужчина неожиданно вытащил нож из кармана и, пригрозив оператору, напомнил, что его коллеги просили прекратить съемку. Подоспевшая девушка быстро усадила ретивого сотрудника на стул. Позже в присутствии полицейских, которые его задержали, он заявил: «Вы устроили драку. Ножом я хотел показать, что на всякое действие есть противодействие». Сотрудники правоохранительных органов забрали в отделение нападавшего и оператора телеканала. «Нападавшего увезла полиция. Будем писать заявление об угрозах убийством», - сообщил корреспондент телеканала «360 Подмосковье». На съемочную группу «360 Подмосковье» не в первый раз нападают в этом визовом центре. 31 июля журналисты вместе с жертвами мошенничества приехали в офис компании по адресу Зубовский бульвар, 17. Во время проведения съемок в визовом центре сотрудник компании разбил камеру и всячески препятствовал работе. После завязавшейся потасовки между операторами и представителем визового центра камера так и не была отдана (см. монитор за июль 2015 года).

ОКТЯБРЬ, 28
Интернет
Американская организация Freedom House, которая ежегодно публикует доклад с обзором интернет-свободы в мире, перевела Россию из категории «частично свободных» в «несвободные страны». В докладе представлено 65 крупных стран, которые охватывают 88% всех пользователей интернета в мире. Каждой стране были присвоены баллы: 0 баллов – максимальная свобода, 100 баллов – максимальная несвобода. Freedom House разделила страны на три группы: «свободные», «частично свободные» и «несвободные». В 2015 году Россия опустилась из категории «частично свободные» в «несвободные» страны, набрав 62 балла против 60 в прошлом году. По мнению Freedom House, свободными в Рунете являются лишь темы сатиры и обсуждения этнических меньшинств, остальные же подвержены цензуре. К ним относятся: критика власти, военные конфликты, коррупция, оппозиция, протестная мобилизация, права сексуальных меньшинств, вопросы социальной сферы и богохульства. Эксперты выделили три основных негативных события в российской интернет-отрасли, сказавшихся на ухудшении позиций. Во-первых, это закон о тюремном сроке за призывы к экстремизму в Интернете, «цензурирование контента» в связи с украинским конфликтом и антивоенными протестами в России и закон о переносе персональных данных россиян на серверы внутри страны.

ОКТЯБРЬ, 29
Газета «Неделя Боровского района»
Полиция Боровского района (Калужская область) сочла изъятие тиража газеты «Неделя Боровского района» в августе 2015 года шалостью переросших детишек. История эта получила начало в середине лета, в предвыборный период. Именно тогда стало известно о несоответствии депутата Артёма Тарутина своему имени, полученному при рождении. Оказалось, что он некогда был Артуром Стрижко, и именно под этой фамилией получил уголовную судимость. Этот факт своей «прошлой жизни» Артём Викторович скрыл при подаче документов в избирком в 2014 году, позже став депутатом. И вот летом 2015 года, когда об этом факте стало известно, общественность возмутилась, в том числе и прямые избиратели Тарутина, которые заявляли: если бы они знали о судимости у кандидата, то не стали бы за него голосовать. Этим откровениям и были посвящены статьи в нескольких номерах «Недели». С первого номера, в котором появилась статья о Тарутине, в «Неделю» стали поступать сигналы о том, что газету, которую мы распространяли бесплатно с доставкой в каждый почтовый ящик, читатели не получили то в одном доме, то в другом. 21 августа «воришек» «Недели» застукали на месте. Поймали двух несовершеннолетних собирателей прессы сами жители дома. На письменное заявление, поданное редактором в полицию, сотрудники районного ОМВД прислали ответ, гласивший, что мальчики решили пойти на пикник (мама одного из них подтвердила: дала денег на это дело), а по дороге вспомнили, что нет у них топлива, и решили зайти в первый попавшийся дом и взять там газеты. Полиция не узрела в произошедшем не только состава преступления, но и «события преступления».

ОКТЯБРЬ, 29
Наталья Умярова
Олег Иванец
Дмитрий Бегун
В Самаре задержали известных блогеров Дмитрия Бегуна, Наталью Умярову и Олега Иванца. Самарский журналист Илья Круговой, который тесно общался с Дмитрием Бегуном, опубликовал в своем дневнике следующую информацию: «Интересные темы поперли на ночь глядя. Сначала мельком услышал про якобы задержание сегодня блогера Дмитрия Бегуна. Пытался дозвониться, но оба телефона хоть и были включены, по ним никто не отвечал. Под самый занавес вообще пришла новость, что с Бегуном задержали Наталью Умярову и Олега Иванца. Попытки дозвониться хоть до кого-то из них терпели неудачи. Телефоны были так же включены, но молчаливые. Не исключено, что находятся на проверке. Кто именно их «принимал», мне неизвестно, однако из некоторых источников ясно, что дело связано с каким-то скандалом с медтехникой. Ни одного из задержанных по последним данным не выпустили, несмотря на наличие у всех троих малолетних детей. Надеюсь, завтра будут какие-то подробности этого дела. На данный момент известно, что все троих фигурантов задержали в районе «Мега-Сити» и только после 21:00 доставили в ГСУ на Полевой». Впервые о том, что известный журналист, в прошлом экономический обозреватель издания «Самарское обозрение», а ныне блогер и политический консультант Дмитрий Бегун арестован, 29 октября написал его коллега, политтехнолог из Ульяновска Дмитрий Савчук. В микроблоге Савчука появилась такая запись: «Блогера Дмитрия Бегуна арестовали. Кто следующий?» Савчук подчеркнул, что «связывает случившееся именно с изменившейся в последнее время конфигурацией власти в регионе». Позднее появилась информация, что три самарских блогера задержаны при получении взятки в 1 млн рублей. По предварительным данным, задержанные вымогали 3 миллиона рублей от бизнесмена Сергея Шатило. Взамен, как сообщает телерадиокомпания «ТЕРРА», Наталья Умярова, Олег Иванец и Дмитрий Бегун обещали не распространять компрометирующую бизнесмена информацию. Силовики взяли их с поличным при получении трети от требуемой суммы. В сентябре Сергей Шатило, директор компании «Современные медицинские технологии», стал участником событий, связанных с налоговыми проверками строительства нового кардиоцентра в Самаре. Фирма «Современные медицинские технологии» является инвестором объекта. «Что касается этой ситуации, на данный момент я не правомочен давать какие-либо комментарии, поверьте мне, все в свое время вы узнаете», - прокомментировал начальник следственной части ГСУ ГУ МВД России по Самарской области Юрий Портнов.

ОКТЯБРЬ, 29
Роберт Загреев
В Уфе вынесен обвинительный приговор известному башкирскому блогеру и оппозиционному публицисту Роберту Загрееву. Как передает корреспондент Радио Свобода в Уфе Артур Асафьев, выездная сессия Московского окружного военного суда признала его виновным в «публичных призывах к осуществлению террористической деятельности». Он приговорен к трем годам колонии строгогшо режима. Назначенный ему государством адвокат Ильдар Туктаров от комментариев по поводу приговора отказался, отметив лишь, что апелляция «будет подана в ближайшие же дни». Роберту Загрееву вменили в вину то, что осенью 2012 года он опубликовал на принадлежащих ему интернет-ресурсах статью башкирского оппозиционного политика Айрата Дильмухаметова «Ахыр Заман» («Конец света»), в которой, по утверждению обвинения, содержатся призывы «к насильственному вооруженному революционному изменению конституционного строя Российской Федерации и построению отдельного государства «Башкурдистан». В марте 2013 года статья «Ахыр Заман» по требованию прокуратуры была признана Кировским районным судом Уфы экстремистским материалом. В марте 2015 года Айрат Дильмухаметов был приговорен к трем годам лишения свободы по обвинению в «публичных призывах к терроризму». На процессе Роберт Загреев виновным себя не признал и заявил, что статья «Ахыр Заман» не размещалась на принадлежащих ему Интернет-ресурсах. В последнем слове, произнесенном 29 октября, Загреев заявил о наличие в его деле политического заказа. «Фабула этого дела достаточно примитивна – это месть за мое выступление 18 февраля 2012 года, когда во время инаугурации мэра города Уфы я в присутствии президента Хамитова захватил трибуну городского Совета и потребовал назначения прямых выборов мэра», - сказал блогер. Уфимский адвокат Всеволод Лебединцев сообщил: «Ничего такого, что инкриминировали Загрееву и Дильмухаметову, в статье даже и близко не было – никаких призывов к «вооруженному свержению власти». Статья, скорее, представляла из себя политологическое футурологическое эссе, описывающее вероятное ближайшее будущее России. В ней содержались, наоборот, предостережения, а не «призывы». Р. Загреев уже имел ранее обвинительный приговор по подобному делу (см. монитор за апрель 2011 года), однако в суд смягчил ему первоначальный приговор, и в октябре 2011 года он вышел на свободу.

ОКТЯБРЬ, 30
Айрат Дильмухаметов
В ФЗГ поступила информация, что в марте 2015 года Кировский районный суд Уфы приговорил к трем годам лишения свободы в колонии строгого режима гражданского активиста Айрата Дильмухаметова. Решением суда ему также запрещено в течение двух лет заниматься журналистской деятельностью. Об этом сообщает корреспондент Радио Свобода Артур Асафьев. Уголовное дело против Айрата Дильмухаметова было возбуждено по статье о «публичном оправдании терроризма» в июле 2013 года управлением ФСБ по Башкирии. Его обвинили в том, что он опубликовал в Интернете статью под названием «Ахыр заман» («Светопреставление»), в которой, по заключению экспертов, содержались экстремистские призывы и оправдание терроризма. На суде сам обвиняемый и его защита настаивали на полном оправдании, утверждая, что ни одно обвинение не было доказано. В зал судебных заседаний также не были допущены журналисты и знакомые подсудимого. Ранее, в 2011 году Айрат Дильмухаметов уже осуждался к лишению свободы на шесть лет в колонии-поселении за «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и использованием средств массовой информации, оправдание экстремизма и терроризма, и возбуждение национальной ненависти и вражды» (см. монитор за апрель 2011 года), однако позднее приговор был смягчен. Башкирская общественность посчитала такой приговор политической расправой с оппозиционным публицистом.

ОКТЯБРЬ, 30
«Эхо Москвы»
Иск депутата Государственной думы Александра Хинштейна к радиостанции «Эхо Москвы» и бывшему сенатору Людмиле Нарусовой остался без движения. Такое решение в связи с очередной неявкой истца на заседание принял Пресненский суд Москвы. Дело касалось защиты чести, достоинства и деловой репутации. Хинштейн хотел в качестве компенсации морального вреда взыскать миллион рублей, передает РАПСИ. Поводом для иска Хинштейна послужило высказывание Нарусовой в ее блоге на сайте «Эха Москвы». По мнению истца, ответчик говорит о том, что причиной убийства оппозиционного политика Бориса Немцова якобы стало публичное заявление Хинштейна, в котором он призывал «ставить к стенке либералов и демократов». Сам депутат утверждал, что никогда не позволял себе таких высказываний, а потому расценил запись в блоге Нарусовой как порочащую его честь, достоинство и репутацию и требовал взыскать с нее один миллион рублей в качестве компенсации (см. монитор за март 2015 года). От радиостанции истец намерен был требовать удаления спорного материала с сайта СМИ.

ОКТЯБРЬ, 30
Телепрограмма «Телефакт»
Жителя Челябинска буду судить за нападение на съемочную группу «Телефакта» – мужчина утверждает, что препятствовал работе журналистов, чтобы спасти их от огня, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ». Завершено расследование уголовного дела в отношении 41-летнего челябинца, который толкал и оскорблял журналистов, приехавших снимать возгорание старого элеватора. Мужчина так и не признал своей вины и объяснил свое поведение «крайней необходимостью». «Горожанину предъявлено обвинение по части 3 статьи 144 УК РФ – «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов с применением насилия». Судмедэкспертиза подтвердила наличие телесных повреждений у пострадавшей. С утвержденным обвинительным заключением дело направлено в суд для рассмотрения по существу», – рассказал заместитель руководителя СО по Советскому району Челябинска СУ СКР по региону Павел Козорез. Напомним, нападение на съемочную группу в составе журналиста Анны Андроновой и оператора Романа Хатимова произошло в августе. Бригада получила редакционное задание сделать видео возгорания старого элеватора в центре Челябинска. Когда репортеры прибыли на место и начали съемку, к ним подбежал неизвестный мужчина «устрашающего вида». Неизвестный оскорблял работников «Телефакта», угрожал разбить дорогостоящую аппаратуру, толкал журналистов, пытаясь заставить их скрыться в машине (см. монитор за август 2015 года).

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни