Результаты мониторинга
10 Сентября 2015 года

Результаты мониторинга ФЗГ – август 2015

Случаи гибели журналистов – 2 (Роман Хахалин, журналист портала «Парк Гагарина», Самара; Алексей Ермолин, корреспондент газеты «Крымская правда», Симферополь).

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 9 (съемочная группа РЕН ТВ, Москва; съемочная группа телеканала «Волга», Нижний Новгород; Михаил Зеленчуков, журналист издания NK-TV.COM, Кемеровская область; съемочная группа «Ревизорро», в Ямало-Ненецком автономном округе; Николай Кириллов, главный редактор «Рязанской областной газеты», Рязань; съемочная группа телепрограммы «Телефакт», Челябинск; Григорий Оганезов, журналист «Новой газеты», Самара; Юрий Бойков, оператор телекомпании «Дзержинск», Нижегородская область; съемочная группа ГТРК «Ставрополье», Ставропольский край).

Нападения на редакции, телецентры – 1 (газета «Янъы дюнья», Симферополь).

Попытки цензуры – 5 (газета «Мурманский вестник», Мурманск: сетевое издание «Москва 24», Москва; газета «Воронежский курьер», Воронеж; газета «Закубанье», Республика Адыгея; Лента.Ру, Москва)

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 2 (Владимир Саманюк, телеведущий ГТРК «Карелия», редактор газеты «Ленинская правда», Петрозаводск; съемочная группа «Ревизорро», в Мурманске).

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Фаил Ахметшин, журналист газеты «Шаранские просторы», Башкирия).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 4 (Грэм Филипс, журналист Russia Today из Великобритании - в Москве; Григорий Оганезов, журналист «Новой газеты», Самара; Евгений Ширманов, блогер из Саратова, в Пензе; съемочная группа украинского телеканала «Интер», в Симферополе).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 10 на сумму 5 110 000 рублей.Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 8, удовлетворено – 3

взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 10 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 31

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 4 (Елена Летучая, ведущая телепрограммы «Ревизорро», в Ямало-Ненецком автономном округе; ГТРК «Ставрополье», Ставрополь; Василий Гришин, фотокорреспондент ИА «URA.Ru», Екатеринбург; Сергей Томашевский, пресс-секретарь футбольного клуба СКА, Ростов-на-Дону).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 3 («Смоленская народная газета»,2 раза, Смоленск; газета «Навигатор», Самарская область).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 2 (телепрограмма «Новости. Кузбасс», Кемерово, 2 раза).

Прекращение выхода СМИ – 2 (ИА «БалтИнфо», Санкт-Петербург; ИА «Телеграф», Санкт-Петербург).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 2 (газета «Справедливая Россия», Магадан; газета «Закубанье», Республика Адыгея)

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 2 (сайт газеты «Копейский рабочий», Челябинская область, 2 раза).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – 1 (газета «ЛДПР», в Рязанской области)

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 5 (видеокамера телеканала РЕН ТВ, Москва; видеокамера съемочной группы «Ревизорро», в Ямало-Ненецком автономном округе; компьютеры газеты «Листок», Горно-Алтайск; видеокассета съемочной группы ГТРК «Ставрополье», Ставропольский край; компьютер Александра Бывшева, блоггера из Орловской области).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 36

АВГУСТ, 21
Съемочная группа ОТР
Конфликтом с правоохранительными органами закончилась попытка активистов «Красивой Ленобласти» провести инспекцию доступности для лиц с ограниченными возможностями станции Антропшино в городе Коммунар (Ленинградская область). В ходе проверки выяснилось, что и обычным гражданам, чтобы выйти со станции, приходится пролезать под вагонами. Активисты проводили проверку 1 августа. Вместе с ними на станцию выехала съемочная группа телеканала ОТР. После окончания инспекции активистов вместе с журналистами остановил подъехавший на станцию наряд полиции. Заявив, что наряд был вызван сотрудниками РЖД, представитель правоохранительных органов Муртазалиев потребовал удалить весь отснятый группой материал. Мотивировал он это тем, что работники станции не давали разрешения на съемку. После удаления видео сотрудник полиции также заставил журналистов ОТР отформатировать флеш-карту, что привело к потере других материалов, отснятых группой ранее. При этом никаких доказательств нарушений со стороны журналистов предъявлено не было, и Муртазалиев оказывал психологическое давление на журналистов, в частности угрожая доставить их из Коммунара в Санкт-Петербург. «Конечно же, мы глубоко возмущены тем, что произошло. Сотрудник правоохранительных органов не имел права заставлять журналистов удалять отснятый материал и, более того, форматировать флеш-карту, - пояснил координатор движения «Красивая Ленобласть» Анатолий Канюков. - Данные действия нарушили законы «О полиции» и «О средствах массовой информации». К моменту приезда полиции мы находились на станции уже полтора часа, и никаких доказательств нарушений с нашей стороны нам предъявлено не было. Также не был составлен протокол. По моему мнению, сотрудники РЖД вызвали полицию, так как боялись, что все выявленные нарушения будут показаны в репортаже и вызовут недовольство у посмотревших его людей. Съемочная группа оказалась просто не готова к такому повороту событий и не смогла противостоять давлению со стороны сотрудника правоохранительных органов». 3 августа активисты вместе с журналистами подали заявление с требованием возбудить уголовное дело по факту превышения Муртазалиевым должностных полномочий.

АВГУСТ, 1
ИА «СеверПост.ru»
Октябрьский суд Мурманска удовлетворил иск главы администрации города Андрея Сысоева к информационному агентству «СеверПост». Суд посчитал, что опечатка, допущенная в одной из публикаций, где упоминается должность главы администрации, порочит честь и достоинство Сысоева. «Решение Октябрьского суда предсказуемо, там, насколько я знаю, мэрия вообще не проигрывает дела. Мы, естественно, будем обжаловать этот вердикт в суде высшей инстанции. Сегодня Октябрьский суд вынес беспрецедентное решение, которое будет иметь далеко идущие последствия для журналистского сообщества. Теперь их за любую опечатку можно будет привлекать к ответственности», - заявил после заседания суда генеральный директор ИА «СеверПост» Дмитрий Высоцкий. Напомним, Андрей Сысоев посчитал, что в опубликованной в декабре 2014 года новости на сайте СеверПост о переносе сроков открытия торгово-развлекательного комплекса «Мурманск Молл» журналисты намерено опорочили его честь и достоинство, увязав его должность с компанией «АСМ» (см. монитор за июль 2015 года). «В ходе судебного разбирательства так и не был установлен факт порочащих сведений, никаких экспертиз не было оглашено. Сысоев, имя которого кстати, даже не было упомянуто в публикации, посчитал, что опорочили именно его, и суд поверил ему на слово», - сказал Высоцкий. По мнению редакции, иск против независимого издания со стороны чиновника городской администрации из-за опечатки является давлением на журналистов, которые публикуют правдивую информацию. Как только «СеверПост» получит мотивировочную часть судебного решения, оно тут же будет обжаловано.

АВГУСТ, 1
Информационное агентство «БалтИнфо»
Информационное агентство «БалтИнфо», входящее в состав «Балтийской медиа-группы», прекратило свою деятельность в качестве самостоятельного ресурса. Новостная лента издания не обновляется. Последний раз лента новостей «БалтИнфо» обновлялась 31 июля. С тех пор на сайте не выходило никаких материалов. Впрочем, по выходным дням лента практически не обновлялась в течение всего июля. 2 августа с сайта пропали разделы «Новости Петербурга и Ленинградской области» и «Новости дня». Владислав Вдовин, курирующий переформатирование холдинга в качестве заместителя управляющего БМГ Арама Габрелянова, комментировать остановку работы информационного агентства отказался. По его словам, до полного перезапуска активов «Балтийской медиа-группы» в сентябре 2015 нужно заниматься делом, а не разговорами. По информации Лениздат.Ру, к тому времени новостное агентство БМГ станет петербургской вкладкой общего сайта LifeNews. Напомним, еще в конце июня редакцию «БалтИнфо» покинули многие сотрудники. К увольнению сотрудников «БалтИнфо», как подчеркивали источники Лениздат.Ру, новое руководство холдинга не подталкивало. Журналистам было предложено выбрать: перейти на петербургский LifeNews или согласиться на сокращение. Решившим покинуть редакцию сотрудникам обещали выплату компенсаций. Главный редактор «БалтИнфо» Алиса Чекушкина покинула свой пост 13 июля.

АВГУСТ, 1
Грэм Филлипс
В Москве полиция задержала британского журналиста телеканала Russia Today Грэма Филлипса и активистку, помощницу депутата Госдумы Марию Катасонову во время съемок сюжета про политика Бориса Немцова на Большом Москворецком мосту. «После съемок нового репортажа у места убийства Немцова был задержан в Москве», - написал журналист в Твиттере. Позже на странице Грэма Филлипса появилось сообщение о том, что они отпущены. Мария Катасонова рассказала журналу «Политическая Россия» подробности происшествия. Катасонова: «Хотелось поговорить немного о свободе слова, о том, как притесняют свободу слова в нашей стране, но единственно, не те, кто вы думаете. Если оппозиция, российская демшиза постоянно говорит о том, что им не дают слова ни в эфире, им не дают свободно самовыражаться, говорить то, что им хочется, что им нравится, они пропагандируют именно свободу самовыражения и свободу слова, которые закреплены в нашей конституции то инцидент, который произошел со мной и с Грэмом Филлипсом на Большом Москворецком мосту и показывает совершенно обратное. Мы прогуливались по мосту и Грэм, естественно, как журналист free-лансер решил записать короткий репортаж из Москвы, где просто планировал узнать, что происходит на этом мосту, в честь чего там лежат цветы, стоят российские флаги. Узнать он это хотел не только у организаторов так называемого монумента, но и у обычных граждан. Как только мы подошли к мосту, нас сразу все узнали, меня, Грэма, Наташу Макееву - представителя Евразийского союза молодежи. Нас пытались всячески выдавить с этого моста, потому что видели, что мы с камерой, мы записываем интервью у прохожих. Пытались устроить всяческие провокации, не давали задавать нормально вопросы, когда кто-то из прохожих пытался отвечать, старались Грэма увести словами, что «здесь же святое место», что здесь убили чуть ли не «святого человека». Если мы начинали разговаривать с активистами, которые охраняют этот, даже не знаю как назвать, монумент, который они сами возвели, подходили их кураторы и запрещали им разговаривать на камеру. Почему они это делают, мы в принципе, понимаем. Инцидент закончился тем, что неугомонные оппозиционеры, которые постоянно сетуют на 1937 год, постоянно боятся, что он вернется, говорят, как это было плохо - доносы, жалобы, кляузы - они показали обратное. Они сами показали, что на самом деле 37 год возвращается именно в таком виде доносов, жалоб с их стороны. Потому что они сами пошли к той самой полиции, которую они сами проклинают и ненавидят, которую называют «цепными псами режима», «пропагандистами Кремля», «предвзятыми людьми», они сами пошли и написали на нас донос, что мы якобы оскорбляли их, вели себя нехорошо. В основном этот донос был адресован Грэму, иностранному гражданину, я напоминаю. Соответственно, сотрудники правоохранительных органов подъехали к нам на машине в том момент, когда мы уходили с моста, и повезли нас с отделение, сославшись на то, что к ним поступило заявление о данном инциденте. Хочется отметить, что сотрудники правоохранительных органов вели себя профессионально, ко всем было одинаковое отношение - что к представителям оппозиции, представителям «пятой колонны», что к людям с известной позицией. К полиции вопросов нет. Спасибо сотрудникам правоохранительных органов. Дело было закрыто, потому что единственной целью «хранителей» этого моста было прогнать нас».

АВГУСТ, 2
Газета «Янъы дюнья»
В Симферополе разгромили и ограбили редакцию крымскотатарской газеты. Неизвестные украли компьютеры и жесткие диски. В минувшие выходные неизвестные разгромили и ограбили редакцию крымскотатарской газеты «Янъы дюнья» в Симферополе. Об этом заявляет журналист крымскотатарской радиостанции «Мейдан» Эльмира Румиева: «В прошедшие выходные в редакции газеты «Янъы дюнья» был устроен варварский погром и совершен грабеж. В понедельник утром сотрудники газеты, придя в редакцию, обнаружили, что в ее помещении неизвестные разворошили весь бумажный архив и украли компьютеры и жесткие диски, где хранились архивы и вся основная информация. Были вскрыты системные блоки и исследованы хранящиеся данные. Злоумышленники знали, что несли, поскольку нерабочие машины остались нетронутыми», - сообщила она на своей странице в Facebook. По ее словам, среди архивных фотографий были разорваны те, что были связаны политическими событиями - митингами и акциями. Кроме того, вандалы уничтожили стопки уже оформленных подписных абонементов. «В данный момент офис редакции «Янъы дюнья» не имеет доступа к интернету. Также нет достаточных технических средств, чтобы подготовить следующий номер. Тем не менее, сотрудники газеты во главе с главным редактором Зерой Бекировой настроены решительно и обещают выпустить новый номер в срок», - написала журналистка.

АВГУСТ, 3
Роман Хахалин
В Самаре обнаружено тело пропавшего 2 апреля журналиста портала «Парк Гагарина» Романа Хахалина. «В воскресенье, где-то в 20.30 Роман Хахалин ушел встречаться с бывшей одноклассницей. Они не встретились. Роман пропал. Больницы, морги и полиция говорят, что не видели. Уходя, он был трезв», - сообщает на своей странице в Фэйсбуке главред «Парка Гагарина» Сергей Курт-Аджиев. Другая знакомая пропавшего, Наталья Фомина, отмечает: «Все друзья обзвонены. Все известные контакты прослежены. С половины девятого вечера 2 августа его никто не видел». Позднее тело мужчины было обнаружено на улице Некрасовской в Самаре. На нем не было видимых признаков насильственной смерти. Следователи провели проверку по факту обнаружения тела и выяснили личность погибшего. Причины смерти установит экспертиза.

РИАН, 5 авг; PRO Gorod Samara.Ru, 5 авг гибель

АВГУСТ, 3
Ксения Собчак
Петербургский центр по противодействию экстремизму (центр «Э») рассмотрит обращение кировского юриста Ярослава Михайлова, который пожаловался на фотографию журналистки Ксении Собчак в церковном облачении и с накладной бородой. Об этом сообщил сам Михайлов в своем Facebook. Напомним, Ксения Собчак сфотографировалась в церковном наряде с бородой для репортажа «Дорога к храму» из рубрики «Собчак & Красовский». 1 июля Михайлов сообщал, что его жалоба на фотографию Ксении Собчак в церковном одеянии направлена в Главное Следственное Управление Следственного комитета РФ по городу Москве. Юрист заявил, что данное фото оскорбляет чувства верующих. «Собчак перешла все границы вседозволенности и оскорбила чувства верующих», - говорил юрист после того, как пожаловался на Собчак в СКР. Он обещал отозвать жалобу, если Собчак публично извинится и «загладит вред, к примеру окажет помощь беженцам или Новороссии». В свою очередь Ксения Собчак, отвечая на нападки юриста из Кирова, сообщила, что «золотой прикид», как и бороду, она купила в магазине карнавальных костюмов. Журналистка подчеркнула, что не понимает, почему ее «скоромное фото» оскорбило людей, а снимки «толстых мужчин, обвешанных золотом и брегетом», повлияли «благотворно», передает «Сноб». «Страдания», которые Михайлов испытал от фотографии, якобы оскорбляющей чувства верующих, несравнимы с теми, «что он должен испытывать с раннего детства от ознакомления с текстом и иллюстрациями к известной сказке Александра Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде, - заявила Собчак. - Как мне представляется, лица с гипертрофированным воображением могут испытывать муки и от вида обычной трещины в асфальте, лишь бы она им своей формой что-то болезненно напоминала».

АВГУСТ, 3
Антоний Киш
Ольга Ларина
Неугодных журналистов не пускают в здание правительства Новгородской области, заявила собственный корреспондент ИА REGNUM в регионе Ольга Ларина. Детали конфликта с местными чиновниками она изложила на сайте Новгородского областного отделения Союза журналистов. По словам Лариной, в понедельник, 27 июля, в здание правительства региона не смог попасть главный редактор издания «Новгородский портал» Антоний Киш, а в пятницу, 31 июля, с проблемами у входа в «Дом советов» столкнулась она сама. При этом обстоятельства, при которых обоим сотрудникам СМИ было отказано в посещении правительственного здания, были различными. Киш направлялся на брифинг губернатора Сергея Митина, на который был приглашен официально. Ларина шла в «Дом советов» на пресс-конференцию СНКО «Региональный фонд капитального ремонта», который проводил мероприятие в одной из аудиторий правительства. Оказалось, что и Антоний Киш, и Ольга Ларина не были внесены в некие списки допуска, которыми руководствовались сотрудники охраны. Ни один из журналистов не добился внятного объяснения, кем и на каком основании составлены эти «черные списки». Не дал ответа на этот вопрос и председатель комитета по взаимодействию со СМИ правительства Новгородской области Анатолий Гусев, с которым Ларина связалась по телефону. Первоначально чиновник отрицал наличие каких-либо списков, а затем все же признал их существование, сославшись на то, что здание правительства является режимным объектом. Инцидент с Антонием Кишем Гусев прокомментировал другим образом - он сам позвонил главному редактору «Новгородского портала» и извинился за «технический сбой». Чиновник заявил, что подписал список, куда внесли Киша, не глядя, в суматохе. Однако Ольга Ларина в своей публикации настаивает на том, что нарушения закона о СМИ носят в регионе осознанный и системный характер.

АВГУСТ, 3
«ЮграPRO»
Корреспонденту «ЮграPRO» не разрешили присутствовать на конференции трудового коллектива Югорского государственного университета. Для удаления журналиста в аудиторию прибыли лично ректор Татьяна Карминская и проректор по общим вопросам, бывший главный юрист ЮГУ Анатолий Шавырин. Представителей других СМИ на конференции наш корреспондент не заметил.

АВГУСТ, 4
Газета «Завтра»
Мосгорсуд потребовал от газеты «Завтра» опровергнуть сведения об экологической организации Greenpeace, опубликованные в 1999 году. Издание проиграло очередной суд по иску экологов. Ранее аналогичное решение вынес Хамовнический городской суд, однако газета обжаловала этот вердикт. Позицию экологической организации изложила юрист Мария Пшеницына. По ее словам, ряд изданий год за годом распространяют один и тот же набор сведений, которые в Greenpeace называют не соответствующими действительности и порочащими. В частности, экологи оспорили в суде утверждения о финансировании из «американского кармана» и об уничтожении чужого имущества с применением насилия (см. монитор за январь 2015 года). Рассмотрев представленные экологами доказательства, в частности результаты аудиторской проверки, Мосгорсуд оставил в силе решение предыдущей инстанции и обязал газету опубликовать опровержение. В Greenpeace подчеркнули, что не требуют от журналистов денежной компенсации.

АВГУСТ, 4
Газета «МК в Бурятии»
Советский районный суд Улан-Удэ отклонил уже третий иск о защите чести и достоинства, предъявленных мэром города Александром Голковым к газете «МК в Бурятии». Об этом сообщает пресс-служба Общероссийского народного фронта. Поводом для подачи отклоненного иска стала опубликованная в 2014 году статья Марка Гольдштейна «Николай Будуев: Для меня борьба с Голковым – это борьба со злом». В ней журналист со ссылкой на руководителя «МК в Бурятии» Николая Будуева рассказывал о якобы разработанной Голковым системе тайных знаков для голосования на выборах мэра. Она предусматривала для каждого анонимно голосующего депутата свой знак (цветочек, снежинку, кружочек), который тот оставлял на бюллетене для голосования. Это позволило Голкову отслеживать поддержавших его кандидатуру депутатов горсовета. Мэр потребовал, чтобы суд признал цитаты из статьи порочащими его честь и достоинство, обязал издание написать опровержение, а также взыскал с него компенсацию морального вреда в полмиллиона рублей (см. монитор за май, июнь 2015 года). Однако суд, опираясь на результаты лингвистической экспертизы, постановил, что оспариваемые фразы не порочат честь и достоинство истца, поскольку являются лишь оценочным мнением журналистов. «Мы рады, что суд вынес решение в пользу издания. Это уже третья победа бурятских журналистов в борьбе за право высказывать свое мнение, – отметила руководитель Центра правовой поддержки журналистов Наталья Костенко. – Мы в очередной раз призываем руководителей всех уровней прислушиваться к конструктивной критике СМИ, а не тратить свое время и время журналистов на разбирательства в судах».

АВГУСТ, 4
Съемочная группа РЕН ТВ
В Москве на съемочную группу РЕН ТВ напали сотрудники так называемого визового центра. Как только журналисты появились в офисе фирмы, агрессивные работники набросились на корреспондента и сломали видеокамеру. «Здесь нельзя снимать», - сказали сотрудники центра. Но не успели журналисты им и слова сказать, как на них обрушился град ударов. Офисные клерки сначала разбили, а потом и отобрали у оператора видеокамеру, спрятали ее в одном из кабинетов, а потом попытались расправиться с корреспондентом программы. Так закончилась очередная попытка помочь людям, которые уверяют, что под вывеской визового центра работают аферисты. Это уже не первый подобный инцидент - сотрудники фирмы каждый раз бросаются в драку в ответ на любую претензию. В прошлый раз один из клерков вцепился так сильно, что порвал рубашку нашему корреспонденту, в то время, как другой пытался уничтожить отснятый материал (см. монитор за июль 2015 года). И в этот раз крепкие молодые люди не стесняются применять силу - словно уверены в своей безнаказанности. Тем не менее, по факту прошлого нападения проводит проверку Следственный комитет. А в связи с последним конфликтом агрессивных молодчиков допрашивают полицейские. Не исключено, что их обвинят не только в нападении на съемочную группу, но и в грабеже, ведь сломанную камеру журналистам вернули только после вмешательства стражей порядка. А похищенную карту памяти и золотое кольцо, которые отняли у оператора, до сих пор не отдали.

АВГУСТ, 5
Съемочная группа телеканала «Волга»
В Нижнем Новгороде совершено нападение на съемочную группу телеканала «Волга». Застройщику на Ковалихинской было отказано в продлении контракта на строительство. Утром все работы должны были прекратить. Но, как говорят местные жители, застройщик отказ в продлении понял по-своему, и сразу после заседания градостроительной комиссии на участке стали забивать сваи. Местные жители встали на защиту своей территории и пригласили журналистов. Одному из руководителей на стройплощадке присутствие съемочной группы пришлось не по душе, и без лишних слов, мужчина пустил в ход кулаки.

АВГУСТ, 6
Газета «Мурманский вестник»
В Мурманске в начале августа сотрудница областной газеты «Мурманский вестник» Татьяна Брицкая провела журналистское расследование о ситуации с воинским захоронением погибших советских летчиков в районе поселка Килпъявр. Правда, читатели на страницах печатного издания данный материал так и не увидели – он был снят с публикации и.о. главного редактора Галиной Шедченко. Мотивация простая: мол, в тексте в нелицеприятном свете выставлена глава муниципалитета Междуречье Татьяна Яковлева, которая обещала, но не установила восемь гранитных плит с именами павших героев Великой Отечественной войны. А так как осенью грядут выборы, в которых от «Единой России» примет участие действующая глава поселка Татьяна Яковлева, то данная статья не может быть напечатана. Не желая мирится с цензурой, Татьяна Брицкая решила все-таки опубликовать свой материал на сайте «Блогер 51» (см. http://bloger51.com/2015/08/56875). Фонд Защиты Гласности уже сообщал о проблемах, возникших у «Мурманского вестника» с приходом на должность главного редактора г-жи Шедченко (см. монитор за март 2015 года).

АВГУСТ, 6
Владимир Саманюк
В Карелии Петрозаводский городской суд вынес приговор телеведущему ГТРК «Карелия», редактору газеты «Ленинская правда» и начальнику информационно-пропагандистского отдела КПРФ Владимиру Саманюку, которого признали виновным в педофилии. Владимира Саманюка не стали отправлять за решетку. Но его свобода будет ограничена в течение 2,5 года. Ранее республиканское управление СК РФ сообщало, что 43-летний Владимир Саманюк в августе 2014 года напоил спиртным 14-летнюю девочку. «После этого, используя ее беспомощное состояние, применяя насилие, совершил в отношении нее действия сексуального характера», - добавили следователи. «Насильника» арестовали только 20 февраля 2015 года. Как рассказал адвокат осужденного диктора, во время судебного разбирательства уголовное дело переквалифицировали с п. «а» ч. 3 ст. 132 («Насильственные действия сексуального характера, предпринятые в отношении несовершеннолетней») на ст. 135 («Развращение несовершеннолетней»). Первоначально Саманюку грозил 15-летний срок лишения свободы, но после смягчения обвинения его могли бы отправить за решетку только на три года. В реальности же и этого не произошло. На момент ареста у Владимира Саманюка была невеста. Девушка заявляла в суде, что ее жениха просто оклеветали. По словам возлюбленной телеведущего, в последнее время на его мобильный телефон приходили SMS-сообщения с требованиями денег, сообщал сайт «Петрозаводск говорит». Коллеги Саманюка и региональные политики также не верили в его виновность. А депутат Заксобрания Карелии Алексей Гаврилов, который работал вместе с Саманюком на ГТРК, считал его арест политическим заказом, о чем писало информагентство «КарелНовости».

АВГУСТ, 6
Сергей Кожевников
Генеральный директор и миноритарный акционер «Русской медиагруппы» Сергей Кожевников заявил, что ему и его семье угрожали. В интервью газете «Коммерсант» он рассказал, что ему грозили «расправой» и «тюрьмой». Кожевников является одной из сторон конфликта между акционерами РМГ, который разгорелся на фоне сообщений о продаже холдинга ФГУП «Госконцерт». Как совладельц он выступил против сделки, мотивируя свою позицию низкой ценой. «Мне ответили, что, если я не пойду навстречу, меня снимут с поста гендиректора и «дальше ты сам будешь разбираться с Киселевым (продюсер и основатель фонда «Федерация»)», - заявил Кожевников. В настоящее время гендиреткор РМГ находится в долгосрочном отпуске, который намерен продлить до октября. В его отсутствие остальные акционеры хотят созвать совет директоров и отправить Кожевникова в отставку, предложив его пост одному из основателей компании Сергею Архипову. Резонанс вокруг возможной продажи «Русской медиагруппы» возник после того, как стало известно, что потенциальные покупатели хотят сделать на ее базе некий «патриотический медиахолдинг».

АВГУСТ, 6
ИА «Телеграф»
Петербургское информационное агентство «Телеграф» осталось без трудового коллектива и приостановило деятельность, сообщил бывший главный редактор СМИ Сергей Ковальченко. «Сегодня я уволился из «Телеграфа», равно как и выпускающий редактор. Все остальные сотрудники, в том числе корреспонденты, были уволены еще раньше», - сказал Ковальченко. По его словам, из агентства ушли все работники. «Но сказать, что оно прекратило работу, я не могу. Что с «Телеграфом» будет дальше, мне неизвестно», - отметил он. Сайт «Телеграфа» перестал обновляться с утра. Ранее городские СМИ сообщили, что «Телеграф» прекратил деятельность. «Телеграф» был создан в 2013 году группой компаний «Размах», которая занимается реконцепцией исторических зданий и строительством. Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», головная структура группы принадлежит оффшорным компаниям Белиза. По неофициальным данным, группу контролирует бизнесмен Игорь Тупальский. Он является фигурантом уголовного дела об организации заказного убийства президента одной из крупных коммерческих организаций Петербурга в сфере строительства Оксаны Ледневой. В ноябре 2014 года суд принял решение об объявлении Тупальского в розыск и его заочном аресте в связи с тем, что тот перестал появляться на заседаниях по делу.

АВГУСТ, 6
Михаил Зеленчуков
В Новокузнецке (Кемеровская область) совершено нападение на журналиста Михаила Зеленчукова, работающего в издании NK-TV.COM. Во время расследования по вопросу возможного хищения бюджетных средств Новокузнецка, выделяемых на обслуживание дорог Орджоникидзевского района, на него напала женщина, являющаяся работником фирмы-субподрядчика, обслуживающей дороги. «Когда я издалека проводил видеосъёмку на улице Новобайдаевской, где дорожные рабочие чинили асфальт во дворе одной из многоэтажек, руководитель этих людей перешла автодорогу и схватилась рукой за открытый экран моей портативной видеокамеры. С возмущенными возгласами она стала крутить экран, на мой взгляд, пытаясь отломить его. Я отошел от агрессивной женщины и сообщил ей, что обращусь в полицию», - сообщает сам журналист. Нападение журналист связывает со своей профессиональной деятельностью - проведением журналистского расследования в связи с тем, что, как подозревает Зеленчуков, выделенные на ремонт дорог Новобайдаевки средства расходуются неэффективно и расхищаются. По словам Зеленчукова, им было подано заявление в Новобайдаевский отдел полиции. Журналист подчеркивает, что у него есть свидетели нападения, а также видеозапись произошедшего.

АВГУСТ, 6
Николай Кириллов
Главный редактор «Рязанской областной газеты» Николай Кириллов был избит вечером 6 августа на улице Горького в Рязани. Первую помощь ему оказали журналисты «Новой газеты», случайно встретившие окровавленного редактора сразу после происшествия. «Николай Кириллов сообщил, что трое неизвестных напали на него, когда он ехал на велосипеде домой. После падения редактора и нескольких ударов они скрылись. У Кириллова зафиксирован перелом носа. Он не исключает, что произошедшее может быть связано с его профессиональной деятельностью», - сообщает «Новая газета». Николай Кириллов является кандидатом в депутаты Рязоблдумы от партии «Родина».

АВГУСТ, 8, 12
Съемочная группа «Ревизорро»
Елена Летучая
Съемочную группу телепрограммы «Ревизорро» избили в Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ). Как сообщила в своем аккаунте в Instagram ведущая скандальной программы Елена Летучая, нападение на журналистов произошло в кафе, которое расположено по улице Маяковского. «Выявление правды всегда связано с риском, и я взяла на себя это нелегкое дело, не жалуюсь. Но надеюсь, что хотя бы сейчас сотрудники полиции будут работать и виновные в избиении и порче имущества будут наказаны», - написала телеведущая. Ведущая программы написала заявление в полицию с просьбой привлечь к ответственности работников точки общепита за воспрепятствование законной деятельности журналиста. Группе повредили видеокамеру, техника была изъята полицией. Другие члены съемочной группы написали заявление в мировой суд. В УМВД ЯНАО пояснили, что проверка еще проводится, решение о возбуждении уголовного дела по заявлению Елены Летучей еще не принято. Конфликт был снят на видео. Кто-то из сотрудников, находящийся за кадром, нецензурно высказывается в адрес ведущей программы и оскорбляет ее. Уже после выхода из заведения, на ступеньках кафе «Виктория», начинается потасовка. Членам съемочной группы приходится спешно покинуть место ЧП, так как сотрудники кафе проявляют агрессию. Чуть позже на помощь персоналу кафе поспешила супруга директора заведения. Женщина начала угрожать журналистке. «Я тебя задушу! Тебе не жить, поняла? Тебе не дадут жить в Москве. Я тебя убью», - такие угрозы посыпались в адрес Елены Летучей. Программа «Ревизорро» по всей России проверяет сервис и качество в столовых и ресторанах, а также соблюдение санитарных норм. Так, этим летом, после визита Елены Летучей в Тюмень Роспотребнадзором временно были закрыты ресторан «Мао» и кафе «Ватрушкин», на которые прежде поступали жалобы со стороны потребителей. 12 августа Следственный комитет по Ямало-Ненецкому автономному округу возбудил уголовное дело после нападения на журналистов телеканала «Пятница» в кафе «Виктория» по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»).

АВГУСТ, 9
Телепрограмма «Телефакт»
ГТРК «Южный Урал»
В Челябинске при съемке репортажа о возгорании на старом элеваторе неизвестный мужчина напал на журналистов программы «Телефакт». По словам директора телеканала Ольги Емельяновой, мужчина начал оскорблять съемочную группу, угрожать, что сломает дорогостоящую аппаратуру, если они продолжат снимать. «Мат-перемат, убирай камеру, штатив. На нашу просьбу показать документы или удостоверение не отреагировали. Мы-то им показали, что мы журналисты и выполняем свою работу», – рассказал Роман Хатимов, телевизионный оператор. Сотрудники телеканала написали заявление в полицию, а также намерены обратиться в прокуратуру и в Союз Журналистов Челябинской области. С подобными проблемами столкнулась и съемочная группа ГТРК «Южный Урал», правда, при общении с ними оппоненты они были вежливее: «Ребята, закончили съемку. Здесь есть собственник, с ним сначала договоритесь. Я уже устал вас гонять». Об инциденте написали многие местные СМИ, вмешался даже губернатор, пообещав разобраться. И через несколько дней было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов с применением насилия»), сообщили из СУ СК РФ по Челябинской области. Нападавший находится под подпиской о невыезде.

АВГУСТ, 10
Наталья Скрыль
Следственный отдел по городу Таганрогу (Ростовская область) следственного управления СК РФ по Ростовской области возобновил производство по уголовному делу № 2597302, возбужденному 9 марта 2001 года. В ночь с 8 на 9 марта на корреспондента областной газеты «Наше время» Наталью Скрыль во дворе дома, где она живала, напали неизвестные. Они нанесли не менее четырнадцати ран «тупым твердым предметом». Наталья скончалась в больнице Таганрога этой же ночью – увечья были несовместимы с жизнью. Не только коллеги Натальи Скрыль, которой на момент гибели было 30 лет, но и следователи наиболее вероятной считают версию о том, что преступление связано с профессиональной деятельностью убитой. Она освещала в газете экономические темы, несколько ее материалов касались передела собственности в Таганроге. В частности, настоящего сражения за Таганрогский металлургический завод, который вели между собой сразу нескольких ростовских и московских олигархических кланов. «Последняя её статья, которую она так и не успела написать, касалась планов по строительству терминала по перекачке метанола в городе Азове, - говорит главный редактор газеты «Наше время» Вера Южанская. - Борьбу против этого строительства, в котором были заинтересованы очень богатые и влиятельные люди, вели экологи при поддержке всего населения города, и в итоге азовчане победили». Следственные органы не сообщают, в связи с чем возобновлено производство по делу об убийстве журналистки, давно приостановленное. Вышли ли оперативники на след преступников или они были задержаны по другому делу? Пока это тайна следствия, которая, возможно, когда-нибудь будет раскрыта.

АВГУСТ, 10
Анна Грицевич
Сочинская журналистка Анна Грицевич и эколог Владимир Кимаев проиграли в Краснодарском краевом суде дело об их незаконном задержании и аресте. 6 июля 2015 года в Адлерском районном суде города Сочи состоялось судебное заседание по делу журналистки интернет-издания «Кавказский узел» Анны Грицевич, задержанной 29 июня в селе Черешня во время выполнения ею редакционного задания. Жители Черешни протестовали в связи с организацией на окраине села свалки отходов, вывезенных из Сочи после наводнения. Грицевич засняла разгон протестующих местных жителей полицией. Судья Александр Якименко отклонил ходатайства защиты о вызове в суд сотрудников полиции и свидетелей защиты, а также о приобщении к делу самой видеозаписи, сделанной журналисткой. Судьей Якименко проигнорирован тот факт, что Анна Грицевич выполняла задание своей редакции, о чем руководство «Кавказского узла» официально уведомило Адлерский районный суд, и назначил ей наказание – трое суток административного ареста по статье 19.3 КоАП РФ («Неподчинение законным требованиям сотрудника полиции») – см. монитор за июнь, июль 2015 года. «Это была пародия на суд, - сказал корреспонденту ФЗГ адвокат Александр Попков, - Анну лишили права на справедливое судебное разбирательство. Председательствующий на процессе отказался вызвать в суд в качестве свидетелей участников акции, местных жителей. Кстати, ни один из них не был задержан, арестовали только Анну Грицевич и активиста-эколога Владимира Кимаева, который тоже вёл видеосъемку происходящего и был арестован на трое суток». Грицевич и Кимаев, выйдя на свободу, подали апелляционную жалобу на решение Адлерского суда в Краснодарский краевой суд. Однако, краевой суд оставил в силе решение районного, а жалобу - без удовлетворения. Теперь бывшие арестанты пишут кассационную жалобу в Президиум Краснодарского краевого суда, и готовы, если понадобиться, дойти до Верховного суда Российской Федерации.

АВГУСТ, 10

Газета «Бизнес-курс»
Полковник полиции Александр Беккер обратился в Куйбышевский райсуд Омска с иском к издательскому дому «ТРИЭС» - учредителю еженедельника «Бизнес-курс», требуя опровергнуть опубликованную на его сайте заметку, которая нанесла, по мнению истца, ущерб его чести, достоинству и деловой репутации. Моральный вред, причиненный ею, он оценил в 100 тысяч рублей. Иск он подал не как сотрудник полиции, а как обычный гражданин РФ, частное лицо. Областное УМВД к его исковому заявлению юридически не имеет ни малейшего отношения. Тем не менее, при его рассмотрении на первом заседании суда выяснилось, что управление собственной безопасности полицейского ведомства оказывает полковнику негласную правовую поддержку. Он, впрочем, сам огласил в суде этот факт. На вопрос юриста издания: «Каким образом попал к вам подлинный акт проверки, проведенной УСБ после выхода публикации?», ответил, что документ оно предоставило по запросу его адвоката при обращении в суд. «И видеозапись вам тоже выдала служба безопасности?» - спросил представитель «Бизнес-курса», ответ был «Да». Похоже, г-н Беккер и УСБ УМВД России по Омской области не в курсе, что государственные организации не вправе передавать в чье-либо личное пользование оригиналы служебных материалов. В случае необходимости предоставления их заявителю могут быть выданы только копии, заверенные надлежащим образом. Но, судя по всему, четь мундира, присутствующего невидимо на «частном лице» истца, для полицейских «особистов» превыше норм действующего законодательства. Омским властям не впервой пренебрегать ими при защите своей «опороченной» репутации. Ранее, при обращениях в суды губернатора Леонида Полежаева (ушедшего на заслуженный отдых 3 года назад) с исками к «Новой газете», представлял его интересы не нанимаемый им адвокат, а заместитель начальника государственно-правового управления, хотя подавались иски от имени частного, а не первого в регионе лица. Судьи тогда не обращали внимания на эти грубейшие нарушения. Пропустит ли их местная Фемида на сей раз мимо ушей, или все-таки заметит, станет ясно в ходе дальнейшего судебного разбирательства.

АВГУСТ, 10
«Новая газета во Владивостоке»
«Новая газета во Владивостоке» получила предупреждение Роскомнадзора. В материале «Япономорцы, или Жизнь в прибойной полосе» ведомство обнаружило нецензурную лексику. Представитель регионального управления Роскомнадзора сообщил, что издание впервые получает предупреждение подобного рода. Также в управлении подчеркнули, что «Новая газета» и «Новая газета во Владивостоке» являются разными изданиями. Ранее Роскомнадзор вынес предупреждение за аналогичную статью «Новой газете», после чего издание удалило нецензурную брань из материала.

АВГУСТ, 10
Сайт «СеверПост»
В редакцию мурманского информагентства «СеверПост» (Мурманск) поступило обращение пресс-службы губернатора Мурманской области. В письме за подписью начальника управления информационной политики и взаимодействия со СМИ правительства Мурманской области Дмитрия Ищенко (он же - заместитель председателя правления Мурманской областной организации Союза журналистов России) содержится требование опубликовать опровержение статьи с заголовком: «Губернатор Ковтун не стала отвечать за своего подчиненного «тролля». Речь идет о ряде публикаций на портале «СеверПост», касающихся уголовного дела по статье «клевета» в отношении одного из сотрудников пресс-службы областного правительства. Журналисты популярного информагентства пытались узнать, что думает глава Кольского Заполярья о данном эпизоде. И, как утверждает «СеверПост», (цитата): «губернатор проигнорировала запрос журналистов о судьбе своего подчиненного». Данная информация, по мнению Дмитрия Ищенко, является недостоверной, так как «никакого официального запроса на имя губернатора не поступало», а запрос был адресован в адрес управления информационной политики и взаимодействия со СМИ правительства Мурманской области. Действительно, 14 июля 2015 года запрос был направлен редакцией не лично госпоже Ковтун. Сейчас журналисты «СеверПост» недоумевают… «Что считается официальным запросом от редакции СМИ к губернатору, если не письмо в пресс-службу?» - задаются они вопросом на своём сайте. Фонд защиты гласности будет следить за развитием ситуации.

АВГУСТ, 10
Максим Едрышов
Корреспондент «Эхо Москвы - Екатеринбург» Максим Едрышов намерен довести до логического конца расследование инцидента с полицейскими, случившегося в ночь на 18 мая на главной площади Екатеринбурга. Напомним, что тогда Максим снимал на телефон, как после хоккейного матча чемпионата мира Россия - Канада силовики останавливали машины болельщиков с флагами и проверяли водителей на алкоголь. Тогда к Едрышову подошли сотрудники полиции, которые задержали журналиста, известного еще и как автоправозащитника, доставили в отделение и поместили его в камеру, в которой находился еще один задержанный, оказавшийся больным туберкулезом в открытой форме. За решеткой Максим Едрышов просидел около двух часов, а потом его отпустили без объяснения причин. Фотографию с телефона полицейские удалили. После инцидента Едрышов написал заявление в органы с просьбой проверить правомерность действий сотрудников полиции. И, к слову, начальник пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области Валерий Горелых тогда оперативно прокомментировал ситуацию, отметив, что участковые уполномоченные отдела полиции № 4 не имели права препятствовать фотографированию их работы (см. монитор за июнь 2015 года). Была начата служебная проверка, в результате которой, как сообщила информагентству Е1.RU сотрудник пресс-группы УМВД Екатеринбурга Ирина Бучельникова, приказом начальника УМВД участковый уполномоченный, который доставил Максима Едрышова в дежурную часть, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. «Это, безусловно, хорошо, что полицейское руководство признало антизаконным действия подчиненных, но я намерен обратиться в суд, чтобы он в свою очередь дал правовую оценку этому ЧП», - заявил Максим корреспонденту ФЗГ. Мы следим за развитием событий.

АВГУСТ, 10
Казбек Геккиев
В Кабардино-Балкарии в результате спецоперации уничтожен боевик, причастный к резонансному убийству несколько лет назад журналиста местного телевидения Казбека Геккиева. Сотрудника ГТРК «Кабардино-Балкария» Казбека Геккиева расстреляли неизвестные на глазах у его девушки 5 декабря 2012 года близ телецентра в Нальчике (см. монитор за декабрь 2012 года). Полицейские, обработав данные с видеокамер и видеорегистраторов, выяснили имена убийц - ими оказались члены бандподполья, «амир центрального сектора» Зейтун Бозиев и «новобранец» террористов Иноят Табухов. Для последнего убийство журналиста стало своего рода пропуском в ряды боевиков. Зейтуна Бозиева силовикам удалось найти и ликвидировать достаточно быстро - в январе 2013 года он был замечен в нальчикском интернет-кафе. Спецназ ликвидировал его в туалете заведения. Все эти годы продолжались и поиски второго убийцы Казбека Геккиева - Иноята Табухова. Окружить его удалось 8 августа в Нальчике. В завязавшейся перестрелке спецназовцы убили террориста. На месте боя найдены самодельное взрывное устройство, пистолет, четыре магазина к нему, патроны. МВД Кабардино-Балкарии подтвердило, что убитый - активный член бандподполья Иноят Табухов, находившийся в розыске за убийство журналиста.

АВГУСТ, 11
Газета «Листок»
В редакции газеты «Листок» (Горно-Алтайск), учредителем которой является председатель регионального отделения ПАРНАС Сергей Михайлов, прошли обыски с изъятием рабочих компьютеров, сообщается на сайте издания. По данным журналистов, обыски проводили сотрудники отдела по борьбе с экстремизмом по поручению следователя регионального управления СК. Основанием для обыска стало расследование прошлогоднего уголовного дела по факту публикации «статьи со ссылкой на сайт, содержание которого направлено на возбуждение ненависти и вражды по отношению к русскому населению». В «Листке» отмечают, что в сентябре прошлого года в редакции уже проходил обыск с изъятием компьютеров (см. монитор за сентябрь 2014 года), которые не возвращены до сих пор. В статье также говорится, что во время обыска полицейские упоминали комментарии под материалом «Листка», автор которых «предрекал» президенту Владимиру Путину «за его действия в Украине судьбу Муаммара Каддафи». Сайт газеты продолжает работать, так как расположен в Германии.

АВГУСТ, 11
Фаил Ахметшин
|
В Башкирии уволенный журналист газеты «Шаранские просторы» (Шаранский район) Фаил Ахметшин обратился в суд с требованием восстановить его на работе и заплатить ему в качестве компенсации причиненного морального вреда в связи с незаконным увольнением 500 000 рублей. Бывший замредактора газеты объяснил, почему он считает свое увольнение незаконным. В его исковом заявлении говорится, что он работает в «Шаранских просторах» уже 27 лет, не получив за это время ни одного взыскания, а в этом году, 24 апреля, получил последнюю почетную грамоту из рук руководителя агентства по печати и СМИ Бориса Мелкоедова. Уведомление об увольнении журналисту попытались вручить на экстренном собрании трудового коллектива 12 мая. И хотя Фаил Ахметшин возглавляет первичную профсоюзную организацию, письменного уведомления о сокращении штата редакции он не получал и не принимал участия в работе комиссии по определению работников, подлежащих увольнению. «Моя должность была сокращена исключительно для того, чтобы избавиться от меня, как от неудобного для директора - редактора работника, а также для руководителей района и Агентства печати и массовой информации, - написал Фаил Ахметшин в заявлении. - Это увольнение я считаю очередной незаконной расправой над независимым журналистом, более того, весь этот процесс точь-в-точь напоминает картину 2004 года, когда под предлогом сокращения штата заместителя редактора меня уже увольняли с работы. В ходе долгих судебных разбирательств (на это ушло 19 месяцев) я восстановился на свою прежнюю работу и заставил выплатить ответчика за незаконное увольнение более 120 000 руб. в мою пользу. И вот спустя 10 лет история вновь повторяется».

АВГУСТ, 11
«Пятый канал»
Телекомпания ОТР
«Красивый Петербург»
Во время рейда по остановкам общественного транспорта, организованного активистами «Красивого Петербурга» и комитетом по транспорту с целью выявления случаев парковки в неположенных местах, одна из автомобилисток попыталась помешать журналистам снимать, как сотрудник ГИБДД выписывает протокол о нарушении. Как сообщил координатор движения «Красивый Петербург» Красимир Врански, женщина припарковалась на остановке общественного транспорта в районе метро «Площадь Мужества». Сотрудник ГИБДД подошел к нарушающему ПДД автомобилю, чтобы составить протокол. Этот процесс снимали журналисты «Пятого канала», телекомпании ОТР и собственный корреспондент «Красивого Петербурга». «Водитель вышла из автомобиля вместе со своим спутником, - рассказал Лениздат.Ру Красимир Врански. - Мужчина стал толкать камеры, женщина возмущалась и пыталась отодвинуть операторов». В итоге журналисты «Пятого канала» и ОТР решили «поберечь технику» и прекратили съемку. Только оператору «Красивого Петербурга» удалось снять инцидент. «Люди, наверно, просто перенервничали из-за камер», - объяснил Врански. Как сообщил Лениздат.Ру координатор движения «Красивый Петербург», ни техника, ни сами журналисты в ходе перепалки не пострадали.

АВГУСТ, 12
Ольга Юхновская
Алсу Шакирова
Верховный суд Татарстана отказал журналистам Ольге Юхновской и Алсу Шакировой в удовлетворении апелляционных жалоб на решение Вахитовского райсуда Казани. Решением Вахитовского райсуда Ольге Юхновской было назначено 10 тысяч рублей штрафа (см. монитор за июль 2015 года), а Алсу Шакировой - 20 часов общественных работ за то, что они держали листочки со словом «Эсперанто» во время торжеств по случаю переименования улицы Эсперанто в улицу Назарбаева.

АВГУСТ, 12
Андрей Некрасов
Журналист из России Андрей Некрасов получил возможность приехать в Литву после задержания на Кипре, передает «Интерфакс» со ссылкой на сообщение BNS. «Я только что получила подтверждение от представителей властей, что Андрей прилетит в Литву завтра», - заявила адвокат Некрасова. Журналист был задержан на острове по просьбе России, где он заочно арестован по делу о вымогательстве у гендиректора «Калашникова». Некрасов попросил власти Кипра предоставить ему политическое убежище из-за угрозы тюремного срока на родине. Кипрские власти отказали ему, но и выдавать в Россию не стали (см. монитор за апрель, июль 2015 года). Как заявил министр внутренних дел Литвы Саулюс Сквярнялис, условия для предоставления убежища россиянину есть. Его просьбу о предоставлении убежища в Прибалтике рассмотрит литовский департамент миграции.

АВГУСТ, 12
Газета «Городские вести»
Светлана Колесникова
В Первоуральске (Свердловская область) начальник управления предприятия по взаимодействию с органами власти и общественными организациями Александр Ханин пытался засудить газету «Городские вести», оскорбившись идиоме «серый кардинал», употреблённой в его адрес. Пиарщик требовал наказать газету и персонально журналиста Светлану Колесникову. Поводом стала публикация в мартовском номере, где в статье «Случайная фигура не на своём месте» упоминался и Александр Ханин. Топ-менеджер, прочитав порочащую, по его мнению, статью, подал иск в суд. Статья не только оскорбила его, но и подорвала моральное здоровье. Представители истца ещё на предварительном слушании посетовали, что Ханин не просто расстроился, а «испытал моральные страдания, не мог нормально работать, впал в состояние глубокой депрессии». Душевные муки Ханин оценил недёшево, запросив сначала 1,5 миллиона рублей с издания и 1 миллион рублей с автора статьи. Однако в ходе разбирательства моральные страдания, судя по всему, усилились, так как с журналиста было решено просить те же 1,5 миллиона рублей. Адвокаты объяснили это тем, что журналист Колесникова действовала осознанно и намерено вложила в статью негативный «кардинальский» смысл. Для разбирательства была проведена лингвистическая экспертиза злополучной статьи. Специалист, исследовавший её, сделал вывод, что употреблённая фраза не только носит исключительно негативный характер, но также ассоциируется с самим дьяволом. Положительные коннотации, вкладываемые в идиому, специалист по каким-то причинам не рассмотрел вообще. Также на заседании выступил психоаналитик Ханина, поведавший о душевном состоянии потерпевшего и рассказавший, что его клиента преследуют мигрень, давление и опасения. Однако суд решил, что показания психоаналитика не имеют отношения к судебному процессу, и не принял их в расчёт. В итоге суд вынес решение отказать в иске Александру Ханину в полном объёме. Сам топ-менеджер, не явившийся ни на одно из заседаний, не пришёл и в этот раз. Однако по мнению некоторых наблюдателей, ситуация с судом была лишь пиар-ходом, мастерски проведенным самим Ханиным.

АВГУСТ, 12
Издание «Москва 24»
Издание «Москва 24» отказалось публиковать поздравление писателя и журналиста Виктора Шендеровича актеру Вениамину Смехову, который праздновал день рождения 6 августа. Как сообщил Шендерович, представители «Москвы 24» сами обратились к нему с просьбой поздравить знаменитого актера. «Получил пару дней назад письмо из сетевого издания m-24.ru (Москва-24) - попросили написать слова поздравления Вениамину Смехову. Написал с наслаждением. Отправил. Благодарили. Но не опубликовали. Журналистка пишет: сняли уже с полосы», - написал публицист в своем Facebook. «Несчастные номенклатурные амебы, как же им плохо, поди, живется на белом свете, среди людей… То ли дело нам со Смеховым! Дорогой Веня! Позавчера тебя все поздравляли, а сегодня, поди, только я! Чтоб ты нам был здоров», – добавил Шендерович.

АВГУСТ, 12-18
Газета «Справедливая Россия»
«Справедливая Россия» пожаловалась в Центральную избирательную комиссию на решение избирательной комиссии Магаданской области, признавшей незаконной изображение в агитационной газете человека, похожего на премьер-министра Дмитрия Медведева. О подаче жалобы РБК рассказал депутат Госдумы, справоросс Александр Бурков. На первой странице газеты эсеров был изображен человек в медвежьей шкуре, напоминающий премьер-министра. Над карикатурой написан лозунг «Медведев = Единая Россия = Олигархи». В магаданской избирательной комиссии посчитали, что в материале изображено конкретное физическое лицо, Дмитрий Медведев. Комиссия сочла это нарушением закона об основных гарантиях избирательных прав и постановила в начале августа изъять ее тираж (48 тыс. экземпляров) и привлечь виновных к ответственности. Однако 18 августа Центризбирком отменил решение магаданского избиркома и таким образом разрешил рисовать карикатуры. Сам Дмитрий Медведев никаких претензий к агитации эсеров не предъявлял. В итоге ЦИК не согласился с решением магаданских коллег. А член Центризбиркома Майя Гришина напомнила, что согласно закону карикатура не может считаться изображением физического лица, на которое требуется его личное разрешение. Теперь «Справедливой России» вернут изъятые материалы.

АВГУСТ, 13
LifeNews
В отношении экс-депутата Екатеринбургской городской думы Леонида Волкова возбуждено уголовное дело по факту воспрепятствования деятельности журналистов. Речь идет о сотруднике LifeNews, которому Волков якобы сломал микрофон в ходе скандального пикета, когда Алексея Навального в Новосибирске закидали яйцами. Это произошло 17 июля, незадолго до пресс-конференции в региональном штабе ПАРНАС. «Статья у меня ужасно экзотическая, статья 144, старожилы не припомнят дел по ней. По крайней мере, когда журналистов избивают, когда им угрожают, когда их убивают - по такой статье дел не возбуждают. А вот меня подозревают именно в этом - в воспрепятствовании профессиональной деятельности журналистов! И не просто так, а «соединенном с повреждением их имущества». (Без этого будет только часть 1 статьи 144, там санкции типа «нестрашные», а вот с повреждением имущества получается часть 3, до 6 лет лишения свободы)», - сообщает Леонид Волков на своем сайте. Он опровергает информацию о сломанном микрофоне: «Естественно, «сломанный» микрофон выдуман от начала и до конца. Всего через несколько минут после «инцидента» Лайфньюс (опять извините) публикует торжествующий репортаж «Навального опять закидали яйцами в Новосибирске»: посмотрите, пока они его не удалили, и вы увидите, что микрофон, конечно же, прекрасно работал», – пишет он. Волков добавляет, что журналист, чтобы прорваться ближе к Навальному, оттолкнул его и даже «угрожал сломать руку». «Он, на самом деле, просто пытался меня отодвинуть той рукой, в которой держал микрофон, и пытался руку мне выкрутить. «Не микрофон у тебя, а говно на палочке» - насколько я могу разобрать свою собственную реплику, и с ней я, конечно, и сейчас абсолютно согласен», - пишет Волков. Он уже сходил на допрос в Следственный комитет, и 18 августа снова должен прилететь в Новосибирск для проведения дальнейших следственных действий. «Меры пресечения на данной стадии нет (но так и обвинение мне пока не предъявлено, я только подозреваемый)», - добавляет бывший депутат гордумы Екатеринбурга.

АВГУСТ, 13
Телеканал «Россия 2»
Sobesednik.ru выяснил, что журналисты закрываемой «России 2» могут не получить задержанную зарплату от Тины Канделаки. Один из журналистов ликвидируемого телеканала «Россия 2», на месте которого 1 ноября появится «Матч-ТВ», рассказал нам, что его сотрудникам уже 2 месяца не выплачивают зарплату. По признанию нашего источника, руководство объясняет задержку тем, что «все равно вы вскоре перейдете к Канделаки – вот она с вами за все и рассчитается». Журналисты боятся, что это всего лишь оправдание и денег они так и не увидят. Ведь новый канал создается, вопреки заявлению самой Канделаки, не «с нуля», а на базе НТВ+. И с «России 2» на «Матч-ТВ» возьмут далеко не всех. Что делать тем, кому не найдется места под крылом Тины? Сама Канделаки, вероятнее всего, даже не подозревает об «обязательствах», которые якобы должна будет выполнить перед уволенными сотрудниками «России 2». На ВГТРК, куда мы обратились с вопросом о невыплате зарплаты, заверили, что проблема временная и «в течение недели деньги будут выплачены».

АВГУСТ, 13
Съемочная группа телекомпании «Дзержинск»
Юрий Бойков
Анатолий Антонов
В Нижегородской области на съемочную группу телекомпании «Дзержинск» напали прямо во время съемок в общественной приемной кандидата в депутаты. Вечер чуть было не закончился печально для съемочной группы телекомпании «Дзержинск». На корреспондента и оператора напали прямо во время исполнения ими служебных обязанностей. В редакцию телекомпании поступил сигнал от жителей о том, что в общественной приемной одного из кандидатов по 9 округу жителям раздают гречку и 500 рублей в обмен на голос. Журналист Анна Ожеред, получив редакционное задание проверить эту информацию, отправился на съемку в составе съемочной группы вместе с водителем и оператором Юрием Бойковым. Однако членам штаба кандидата в депутаты визит представителей СМИ не понравился. Поэтому журналиста, оператора, а заодно и независимого блоггера и администратора портала «Дзержинск-онлайн» Анатолия Антонова вытолкали за дверь. Оператором Юрием Бойковым написано заявление в УВД Дзержинска о нападении. По данному факту проводится проверка. А вообще нападение на журналиста - дело серьезное. Согласно статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»), «деяния, соединенные с насилием над журналистом, а равно с угрозой применения такого насилия, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет».

АВГУСТ, 13
Радиостанция «Серебряный дождь»
Радиостанцию «Серебряный дождь» по жалобе православных активистов проверят сотрудники отдела полиции по борьбе с экстремизмом. Следственный комитет переадресовал в полицию города Москвы заявления от православных активистов, недовольных празднованием юбилея радиостанции, который отмечался 4 июля. Верующим не понравилась громкая музыка, мешавшая им молиться. Следственный комитет города Москвы уведомил правозащитника, выступившего в защиту чувств православных активистов, что проверкой по делу займется Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД. Напомним, празднование 20-летия радиостанции «Серебряный дождь» пытались сорвать православные активисты. Так, в разгар празднования несколько человек забрались на сцену и объявили, что праздник мешает им вести богослужение. Позднее генеральный директор радиостанции Дмитрий Савицкий сообщил, что подал заявление в прокуратуру на действия активистов. «Серебряный дождь» начал вещание 4 июля 1995 года. Один из основателей радиостанции - Наталья Синдеева, основной владелец и гендиректор медиахолдинга «Дождь».

АВГУСТ, 13
Газета «ЛДПР»
В Рязанской области обнаружили газету - двойник местного партийного издания «ЛДПР». Об этом сообщил зампред избирательной комиссии региона Владимир Грачев на заседании 13 августа. По его словам, такую характеристику газете, на которую поступила жалоба, дала замначальника областного управления Роскомнадзора Ольга Коротова. В избирательном законодательстве это называет подложным агитационным материалом, добавил Грачев. Он также рассказал, что в региональном отделении партии причастность к газете опровергли, а ее распространение назвали провокацией. Комиссия решила обратиться в полицию для изъятия тиража, поиска и привлечения к ответственности изготовителей и распространителей газеты-двойника.

АВГУСТ, 14
Григорий Оганезов
В Самаре около 22:30 на улице Куйбышева произошло нападение неизвестных на члена Совета координаторов Левого Фронта Григория Оганезова, журналиста «Новой газеты» и местного активиста, организатора пикета против приватизации самарских МУПов. Прибывшие полицейские вместо поиска нападавших доставили пострадавших в ОП-6, составили на них административные протоколы по статье 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство») и выпустили через 4 часа только из-за прибытия местного кандидата в депутаты. У Оганезова подозрение на черепно-мозговую травму.

АВГУСТ, 14
Телекомпания ТВ 2
Роскомнадзор подтвердил, что телекомпания ТВ 2 лишилась права вещания не случайно. Как мы неоднократно писали ранее (см. монитор за апрель 2015 года), срок действия ее лицензии истек 8 февраля 2015 года, и ведомство отказалось его продлевать - на том основании, что у телеканала технической возможности выхода в эфир больше нет, и в обозримом будущем не предвидится. Она исчезла с 1 января, когда Российская телерадиотрансляционная сеть (РТРС) в одностороннем порядке расторгла договор с ТВ 2 на передачу сигнала. Ее руководство объяснило это решение тем, что оно обиделось на «деловых партнеров», «политизировавших» проблему неисправного фидера, сломавшегося в апреле прошлого года, после чего вещание ТВ 2 было прервано на 1,5 месяца (а предписание Роскомнадзора гласило, что если оно не возобновится через 5 дней, то «будет приостановлено действие лицензии»). И неизвестно, сколько бы длилась пауза на экранах, если бы томичи не вышли тогда на пикеты и митинги, ускорившие замену сгоревшего фидера. Возможно, и Роскомнадзор затаил обиду на телекомпанию и ее зрителей, которые стали почему-то сопротивляться продуманному плану ее ликвидации. Обиделся, может статься, и Кремль, куда были переданы в феврале с.г. 15 тысяч подписей местных жителей, собранных на морозе – с требованием вернуть в эфир ТВ 2. Ответа на петицию не последовало. Судебные тяжбы с надзорным органом по отказу в продлении лицензии идут до сих пор. Томская МедиаГруппа (куда входит ТВ 2) направила в Роскомнадзор пакет документов на получение новой лицензии. В том, что и этому юрлицу в ней будет отказано, мало кто сомневался: общественный интерес представляло то, какой повод найдет теперь государство, чтоб не пустить в эфир опальную телекомпанию. На сей раз оно, похоже, решило не утруждаться: ответ, полученный ТМГ на днях, не блещет оригинальностью. В документе за подписью М. Ю. Ксензова, заместителя руководителя ведомства сказано: «Часть 2 статьи 19.1 Закона о СМИ устанавливает запрет на учреждение организаций, осуществляющих телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов РФ, либо территорию, на которой проживает более половины численности населения Российской Федерации иностранным гражданином, либо лицом без гражданства и гражданином Российской Федерации, имеющим двойное гражданство». Из представленных документов, по мнению М. Ю. Ксендзова, «не представляется возможным сделать вывод о соблюдении ООО «Томская Меди Группа» требований статьи 19.1 Закона о СМИ в части наличия или отсутствия двойного гражданства». На сайте агентства новостей ТВ 2 главный редактор телекомпании Виктор Мучник назвал основания для отказа в выдаче лицензии «абсурдными». По его словам, Томская Медиа Группа уже уведомляла Роскомнадзор в ответ на его запрос, о том, что ее учредители - граждане России, не имеют второго гражданства, не состоят под судом, не находятся в местах лишения свободы, а также дееспособны. Подтвердить же отсутствие второго гражданства юридически, сказал он, весьма затруднительно, поскольку предоставлять его могут разные страны. Получается, учредителям ТМГ надо доказать, что они не являются гражданами не только таких государств, как, например, США, Израиль (в чем часто их упрекают тролли на местных форумах), Великобритания, Франция, но и всех остальных, скажем, Зимбабве, Мозамбик, Сомали, Гондурас и т.д. «Если у Роскомнадзора есть какие-то сведения о гражданстве учредителей ТМГ – говорит главред, - пусть он ими с нами поделиться». По мнению Виктора Мучника, данный ответ «в очередной раз подтверждает, что не было никакого «конфликта хозяйствующих субъектов», а были спланированные действия РТРС и РКН по отработке политического заказа на уничтожение ТВ 2». Медиагруппа намерена «оспаривать незаконные действия надзорного ведомства.

АВГУСТ, 14
Проект «Новости. Кузбасс»
Проект «Новости. Кузбасс» на телеканале РЕН ТВ вновь пропал из эфира. Журналистам телеканала, которые привезли запись программы новостей, снова отказали в допуске в телецентр в Кемерове, сообщил Ваш Город.ру источник в Кемеровском ОРТПЦ. Около полутора месяцев назад сотрудникам «Новости. Кузбасс» на телеканале РЕН ТВ также внезапно отказали в допуске в телецентр. Некоторые СМИ указали, что произошло это после выхода резонансного материала о продаже кузбасскими чиновниками государственной земли в заповеднике в Кемерове. В эфире программы новостей не было около месяца. Затем на несколько дней программа вновь появилась на ТВ. Однако через некоторое время также пропала. «Да, вчера их человека не пустили. В списках? Они были в списках (допуск в телецентр). Но после того как Пархоменко (директор Кемеровский ОРТПЦ) уехал и исполняющей обязанности (директора Кемеровский ОРТПЦ) снова стала Александра Скороходова, то пускать перестали», - сказал собеседник. Источник отказался пояснить, с чем связан очередной отказ в допуске журналистов в телецентр. По факту это означает, что СМИ вновь лишилось эфира. Директор проекта «Новости. Кузбасс» на РЕН ТВ Игорь Толкунов в официальном ответе на запрос портала Ваш Город.ру отметил, что проблемы связаны с неспособностью партнеров программы решить проблемы. «Нас подводят очень серьезно наши партнеры ГудЛайн (Е-Лайт) и Кемеровский ОРТПЦ. ГудЛайн сообщает об аварии своего оборудования, а Кемеровский ОРТПЦ не может предоставить альтернативного канала подачи и оперативно решить существующие проблемы, и не только наши», - сказал Толкунов. По его словам, Кемеровский ОРТПЦ (телецентр) не может решить эту проблему, чем ограничивает работу СМИ. «У других операторов и провайдеров проблем нет. И при этом они готовы нам оказывать услуги, но КемОРТПЦ ввиду своей нерасторопности уже месяц готовит технические условия для Ростелеком, МТС, Кузбаэнергосвязи и Энфорта, которые согласились организовать качественный канал подачи прямо из нашей эфирной студии», - сказал директор.

АВГУСТ, 14
СМИ Батайска
В Батайск (Ростовская область) должен был заехать врио губернатора Ростовской области Василий Голубев. В связи с этим многих чиновников городской администрации утром можно было застать не на своем рабочем месте, а на улице Энгельса, где они пытались укрепить какой-то забор частного владения. Заместитель мэра по социальным вопросам Наталья Кузьменко говорит, что к приезду губернатора эти работы не имеют отношения - субботник. Вчера работали на Гайдара, завтра будем на Ленина, в районе 215-го дома, сегодня здесь. Во время разговора к журналистам подошел начальник управления социальной защитой населения Сергей Завгородний. «Убрать этого?» - интересуется он у заммэра, кивая в сторону прессы. Кузьменко на такое предложение не соглашается, тогда Сергей Александрович берет инициативу в свои руки и тут же предлагает «дать в репу журналисту».

АВГУСТ, 14
ИА «15 регион»
Врио председателя правительства Республики Алания Азамат Хадиков запретил пускать журналистов негосударственных СМИ на заседания правительства. В частности, корреспондентам «15-го региона» отказали в возможности присутствовать на заседании правительства. К такому решению врио премьер-министра республики пришел после публикации по итогам последнего заседания правительства, полагает издание. Тогда Азамат Хадиков выразил недовольство работой Минздрава и пригрозил выйти с предложением об объединении его с Минсоцтруда. Позже чиновник обвинил издание в том, что его фраза, сказанная в шутку, была вырвана из контекста.

АВГУСТ, 15
Все СМИ
В Калининградской области неизвестные напали на журналистов, которые присутствовали на интеллектуальном форуме имени Франца Кафки и Джорджа Оруэлла, проходящий на Балтийской косе. Как передаёт корреспондент «Нового Калининграда.Ru», во время дискуссии российских журналистов Олега Кашина и Леонида Никитинского (входящего в совет по правам человека при Президенте РФ) около десяти мужчин, представившихся «патриотами», зашли на территорию турбазы, где проходит форум, с криками «чьи портреты вы здесь повесили, суки» стали кидаться бутылками с водой, после чего подрались с одним из участников и разбили его фотоаппарат. Один из нападавших был вооружён баллончиком со слезоточивым газом. После этого неизвестные покинули территорию форума. Стоит отметить, что мероприятие проходит под контролем правоохранительных органов, однако примерно за час до инцидента полицейский, дежуривший у входа, покинул свой пост. Кроме того, мероприятие пытались записывать на видеокамеру журналисты портала «Свободный Калининград», не участвующие в форуме, они также исчезли за час до нападения. В настоящее время организаторы форума уже обратились с заявлением в полицию, также решается вопрос о вооружённой охране мероприятия. Форум имени Кафки и Оруэлла проводится на Балтийской косе в третий раз, его участники – известные российские журналисты, политологи, политики, писатели.

АВГУСТ, 15, 17
Евгений Ширманов
Вечером в Пензе на площади Ленина был задержан саратовский активист Евгений Ширманов, который ведет видеоблог о мониторинге деятельности инспекторов ГИБДД. Об этом корреспонденту ИА «Версия-Саратов» рассказал знакомый задержанного Игорь Горюнов. Собеседник издания пояснил, что несколько недель назад в Пензе был снят ролик о работе местных инспекторов ГИБДД. После этого пензенские подписчики попросили видеоблогера встретиться с ними. Аналогичные встречи проводились ранее в Саратове. Около 50 сторонников видеоблогера пришли вечером 15 августа на площадь Ленина в Пензе и начали обсуждать деятельность Евгения Ширманова. «Через полчаса подошли несколько человек, которых никто не знал. С собой они принесли плакаты, на которых было написано «Мы против коррупции». Это было примерно в 20.30. Тут же появились люди с камерами, начали фиксировать происходящее. Потом приехали полицейские и забрали всех, развезли в разные места», - рассказал собеседник издания. По его словам, Евгений Ширманов вместе с двумя саратовцами находился в пензенском городском управлении МВД, ему инкриминируют мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП РФ). Игорь Горюнов назвал произошедшее провокацией силовиков. По его словам, местные СМИ боятся писать о том, что на самом деле произошло вечером 15 августа на площади Ленина в Пензе. По его словам, у тех, кто пришел на встречу, забрали телефоны и удалили видеозаписи задержания. Суд состоялся 17 августа. Евгений Ширманов получил 10 суток административного ареста в Пензе

АВГУСТ, 16
Анна Елисеева
В Екатеринбурге в ночь на 16 августа редактор самого популярного на Урале глянцевого журнала «Стольник» Анна Елисеева лишилась своего автомобиля Hyundai Solaris. Он сгорел, надежды на восстановление нет. Видимо, не всем конкурентам по душе, что этот журнал все еще удерживается на плаву в сегодняшней сложной экономической обстановке. Анна Елисеева отмечает, что ее автомобиль и ранее страдал от действий злоумышленников. Она поделилась с друзьями, что некто трижды «умышленно прошелся гвоздем по кругу моей тачки». Пострадавшими в эту ночь стали несколько автовладельцев: от огня пострадал еще один Hyundai Solaris, Cherry Tiggo, Citroen C4 и Mazda 3. Хозяева этих автомобилей уверены, что их автомобили подожгли специально.

АВГУСТ, 17
Газета «Вечерний Карпинск»
Представители газеты «Вечерний Карпинск» из Свердловской области пожаловались в Центр правовой поддержки журналистов ОНФ на главу Волчанского городского округа Свердловской области Александра Вервейна, который, несмотря на решение суда о привлечении к административной ответственности за отказ в предоставлении информации, по-прежнему игнорирует запрос редакции. Эксперты Центра внесут Вервейна в «черный список» чиновников, нарушающих права журналистов, а также перешлют ему проигнорированный запрос СМИ и кодекс этики муниципального служащего, который он многократно нарушил, как и федеральное законодательство. Как сообщили свердловские журналисты, в феврале 2015 года главный редактор газеты «Вечерний Карпинск» Александр Арцыбашев обратился к главе Волчанского городского округа Александру Вервейну с просьбой ответить на ряд вопросов о газете «Муниципальный вестник», где публикуются региональные нормативные правовые акты. Журналист проводил мониторинг особенностей работы официальных газет муниципальных органов власти Свердловской области и направил около 10 обращений главам муниципалитетов с целью уточнить данные об их регистрации, финансировании, учредителях, особенностях ее издания и способах распространения. Запрос глава округа получил 27 февраля, однако в установленный законом о СМИ семидневный срок ответ в адрес редакции «Вечернего Карпинска» так и не поступил. Хотя все остальные главы муниципалитетов предоставили ответы на запрос журналистов в срок. В конце марта Арцыбашев направил в прокуратуру Карпинска заявление о нарушении главой округа законодательства. В ответ представители надзорного округа сообщили, что по результатам проверки в отношении Александра Вервейна вынесено постановление о возбуждении административного производства по ст. 5.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Отказ в предоставлении информации»). 19 июня постановлением мирового судьи глава округа был признан виновным в совершении административного правонарушения и оштрафован на 1,5 тыс. руб. Но, несмотря на судебное решение, Вервейн продолжил игнорировать запрос СМИ, поэтому редакция газеты «Вечерний Карпинск» повторно обратилась в прокуратуру города. Там сообщили, что 11 июня главе округа было вынесено прокурорское представление об устранении нарушений закона. Однако ответ на свой запрос редакция так и не получила.

АВГУСТ, 17
Газета «Черкесск: вчера, сегодня завтра»
Антон Чаблин
Главному редактору независимой общественно-политической газеты Карачаево-Черкесской Республики «Черкесск: вчера, сегодня завтра» Людмиле Махмяговой пришел запрос из Усть-Джегутинского межрайонного следственного отдела СУ СК России по КЧР с просьбой сообщить сведения об авторе статьи «Полицейские крышевали наркоторговлю». Причина запроса – заявление одного из «героев» статьи, бывшего начальника угрозыска райотдела о том, что в публикации содержатся заведомо ложные сведения, порочащие его честь и достоинство. Названная статья была перепечатана с интернет–портала «Кавполит» еще в марте текущего года, как и положено, со ссылкой на первоисточник, и до сих пор никаких телодвижений со стороны обозначенных в заголовке «героев»- полицейских не вызывала. С чего вдруг такая активность, если требуют не только сведения об авторе, который никогда в этой газете не работал и с ней не сотрудничал, но требуют от редактора явиться в отдел «для дачи объяснений», а если вдруг она посмеет не явиться в указанный срок, то будет подвергнута приводу! Из запроса видно, что сами следователи статьи не читали, потому что требуют выслать им какой-то «оригинал», да и имя автора переврано. А автор – Антон Чаблин, известный в Ставропольском крае журналист, часто публикующийся в «Кавказской политике». Антоном Чаблиным сильно интересуются следователи Ставропольского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Ставропольскому краю. Они запросили у шеф-редактора интернет-портала «Кавказская политика» подробнейшие сведения об Антоне и внутриредакционной кухне. Оказалось, что отдел проводит проверку по заявлению бывшего прокурора Ставропольского края Валерия Калугина. Экс-прокурор, а ныне депутат краевой Думы, счел клеветой статью Чаблина, опубликованную в «Кавполите», в которой сообщалось о том, что наконец-то против экс-прокурора возобновлено уголовное дело в связи со смертельным ДТП трехлетней давности. Припоминались в связи с этим и другие репутационные потери Валерия Калугина – и на посту прокурора, и на посту депутата. Так что появление еще одного запроса на журналиста Чаблина, теперь из соседней республики, и тоже связанного с публикацией в «Кавполите», вряд ли случайно. Какое еще СМИ, перепечатывавшее расследования Антона Чаблина в «Кавказской политике», получит грозное требование: предоставить сведения об авторе, оригинал статьи и явиться для дачи объяснений?

АВГУСТ, 17
Максим Захаров
«Смоленская народная газета»
Смоленская прокуратура решила пойти навстречу нападавшим на главреда «Смоленской народной газеты», попросив суд смягчить им приговор. Самое удивительное, что жалобу на излишне мягкий приговор подала сторона потерпевшего. Однако надзорный орган поступил так, как если бы апелляцию подали обвиняемые. Почему вдруг прокуратура в лице и.о. прокурора Заднепровского района М. Мещерякова попросила о снисхождении к нападавшим – можно только догадываться. Быть может, давление на прокуратуру оказал губернатор Островский или кто-то из его окружения, тем самым, решив сказать «спасибо» за услугу двум условно осужденным гражданам, встретившим главреда оппозиционной газеты вечером 1 октября на улице Кашена. Впрочем, все сказанное выше - из разряда наших предположений. Симптоматично, что действия прокуратуры Смоленской области совпали с внезапным отказом брянской типографии «Полиграфсервис» печатать «Смоленскую народную газету» за месяц до выборов, а также со слаженными действиями смоленских ЖЭУ по изъятию газеты из почтовых ящиков. Напрашивается вывод, что все действия противников оппозиционной Островскому газеты координируются «по принципу одного окна». Или одного кабинета. Кому как нравится. Так или иначе, и.о. прокурора попросил суд исключить из описательно-мотивировочной части приговора отягчающее обстоятельство «совершение преступления группой лиц по предварительному сговору» и смягчить подсудимым наказание с шести до одного месяца исправительных работ. То есть, по мнению прокуратуры, шли двое молодых людей вечером и невзначай напали на возвращавшегося с работы Захарова. Банальная хулиганка, вспышка эмоций. А прокурор сжалился над эмоциональными хулиганами, попросил проявить к ним снисхождение. Ситуацию прокомментировала «Смоленской народной газете» адвокат потерпевшего: «Впервые в моей адвокатской практике прокуратура ведет себя настолько цинично и нагло. Прокурор пошел вразрез с теми задачами, которые установлены уголовно-процессуальным законодательством, занял сторону обвиняемых при том, что должен отстаивать интересы государства и потерпевшего. Прокуратура и потерпевший – это всегда одна сторона в судебном процессе, однако прокуратура умудрилась на жалобу потерпевшего дать апелляционное представление, полностью противоречащее его позиции. Из этого следует, что прокуратура хочет наказать не подсудимых, а потерпевшего, фактически говорит ему «заткнитесь, иначе хуже будет не подсудимым, а вам». Предыстория вопроса такова: 14 июля мировой судья судебного участка №2 Смоленска вынесла приговор по уголовному делу в отношение лиц, совершивших 1 октября 2014 года нападение на Максима Захарова (см. монитор за октябрь 2014 года). Подсудимых приговорили к 5 месяцам исправительных работ с отбыванием наказания в местах, определяемых органами местного самоуправления в районе места жительства осужденных. Иными словами, в течение обозначенных месяцев подсудимые должны были мести вениками во дворах под чутким руководством ЖЭУ. Сторона потерпевшего сочла приговор излишне мягким, учитывая, что обвиняемые совершили умышленное, заранее спланированное преступление против личности, при этом, имея неснятые и непогашенные судимости, находясь на условной мере наказания.

АВГУСТ, 17
Портал News-city.info
Роскомнадзор по решению суда внес в реестр запрещенных сайтов региональный новостной портал News-city.info. Размещенная на данном сайте информация была признана запрещенной в части публикации информации о решении суда о признании виновными двух граждан-рецидивистов в разбоях и кражах, сообщается на сайте интернет-проекта «Роскомсвобода». Исследование по данному случаю было опубликовано в частном юридическом блоге Duralex.org. Там говорится, что в реестре запрещенных сайтов указываются только номера решений. Эти номера могут присваиваться решениям, вынесенным в разных судах и в разное время. Как удалось выяснить автору блога, в адрес Управления Роскомнадзора по Архангельской области и НАО поступило обращение некоего гражданина А. Уханова о нарушении интернет-сайтом его прав и законных интересов посредством предоставления неограниченному кругу лиц доступа к его персональным данным без соответствующего согласия. Роскомнадзор установил факт предоставления интернет-сайтом доступа неограниченному кругу лиц к персональным данным граждан Уханова А. А. и Анисимова П. В. без их соответствующего согласия. Как следует из протокола оценки содержания сайта, указанный веб-сайт содержит персональные данные граждан, включающие в себя фамилию, имя, отчество, месяц, год и место рождения, сведения о судимости. В результате деятельность сайта была признана нарушающей права российского гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и запрещена к распространению на территории РФ. Авторы публикации отмечают, что суд, согласившийся с аргументами Роскомнадзора, фактически признал «запрещенной информацией» решение вышестоящего Архангельского областного суда, который собственно и признал граждан Анисимова и Уханова виновными в совершении целого ряда преступлений.

АВГУСТ, 17
Павел Каныгин
Следственный комитет РФ отказался возбудить уголовное дело против ополченцев ДНР, которые в июне 2015 года задержали и избили специального корреспондента «Новой газеты» Павла Каныгина, делавшего спецрепортажи из Донецка. «Ваше заявление о применении насилия в отношении Каныгина П. Ю., поступившее в Следственный комитет Российской Федерации, рассмотрено. Информирую, что по данному факту сотрудниками органов внутренних дел проведена проверка в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ, по результатам которой 26 июня 2015 года принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела», - говорится в ответе СК РФ. Заявление о преступлении с требованием возбудить уголовное дело редакцией «Новой газеты» было направлено по нескольким статьям: воспрепятствование журналистской деятельности, побои, превышение служебных полномочий с применением насилия и оружия, угроза убийством, незаконное лишение свободы, клевета с использованием служебного положения. Издание также отмечает, что ранее Следственный комитет не раз открывал уголовные дела по факту простого задержания российских журналистов в Киеве. «Мы предполагали, что все произошедшее с Павлом Каныгиным не просто подпадает под подобные прецеденты, а делает возбуждение уголовного дела неминуемым: слава богу, в отличие от Павла, журналистам Первого канала, НТВ и LifeNews не угрожали оружием, не били, скованных наручниками, не обвиняли в употреблении наркотиков», - пишет редакция. Кроме того, «Новая газета» собирается обжаловать в суде «все это бесстыдство», и попросить дать публичное разъяснение, почему ведомство делит потерпевших на «правильных» и «неправильных». Напомним, что 16 июня ополченцы задержали российского журналиста из-за визитки украинского коллеги и обвинили в употреблении наркотиков. Каныгин успел сообщить главному редактору о своем задержании по телефону, после чего связь с журналистом пропала. Павел Каныгин освещал антивоенный митинг в Донецке, который прошел 15 июня.

АВГУСТ, 17
Медиагруппа «Общественное мнение»
В Саратове председатель совета директоров группы компаний «Лепта» Яков Стрельцин обратился в полицию с заявлением о клевете со стороны сотрудников медиагруппы «Общественное мнение». Об этом сообщает сайт «ОМ», отмечая, что поводом для претензий строителя стали два материала, опубликованные на страницах ресурса. Так, в блоге Сергея Перепеченова под заголовком «Они и мы» имя Стрельцина связывается с некими «ИМИ», которые «превратили нашу страну в свою вотчину и оккупационную зону». Также в материале фигурируют фамилии Путин, Володин, Радаев и Курихин. Также Яков Стрельцин обратил внимание на статью «ОМ» под названием «Жители дома Яхимовича жалуются на Якова Стрельцина», в которой рассказывается о строительстве компанией «Лепта» здания в непосредственной близости от памятника архитектуры - дома Яхимовича на улице Советской. В частности, автор материала отмечал, что Стрельцин выступает за снос памятника и строительство на его месте высотного здания с элементами декора дома Яхимовича. В «Общественном мнении» отмечают, что дело пока не возбуждено, заявление рассматривает дознаватель городского УМВД Елена Шашлова, которая также ведет дело о клевете, возбужденное в отношении журналиста «ОМ» Сергея Вилкова по заявлению депутата областной думы Сергея Курихина. На прошлой неделе сотрудница полиции опросила директора медиагруппы Алексея Колобродова по поводу заявления Стрельцина. Как подчеркивают в «ОМ», глава «Лепты» «являлся антигероем» многих их публикаций, в частности, из-за своей позиции по поводу резкого увеличения арендной платы за жилье в Саратове. «Хочешь жить в центре города в своей халупе – так плати за эту землю 20-30 тысяч», - цитирует Якова Стрельцина «Общественное мнение».

АВГУСТ, 17
Газета «Воронежский курьер»
Воронежский интернет-портал «Четыре пера» сообщил о факте «прямого введения цензуры в государственном СМИ накануне выборов в Воронежские областную и городскую думы - 2015. Речь идёт об областной газете «Воронежский курьер», входящей в «РИА Воронеж». Журналист «ВК» Александр Прытков написал с социальной сети Фейсбук о том, что ему до единого дня голосования 13 сентября запретили писать о негативе в деятельности Домостроительного комбината, от которого идут в гордуму несколько кандидатов – «единороссов». «Несколько лет назад при деятельнейшем участии «Воронежского курьера» удалось спасти от разрушения памятник культуры «Усадьба Быстржинских», где, как утверждают краеведы, бывал Лев Толстой, - рассказал в группе «Гильдии аналитических журналистов» Александр Прытков. - Домостроительный комбинат усадьбу отреставрировал, а в прошлом году получил от мэрии Воронежа разрешение на строительство 20-этажки за усадьбой. Какие-то работы уже идут - без всех положенных разрешительных бумаг, к тому же еще была снесена соединяющая два строения арка, которая была частью памятника культуры, но обещают сделать новую. Текст в переформатированный «Воронежский курьер» был сдан 17 июля. Но не вышел. В итоге мы дождались железобетонного информационного повода, который уж никак не проигнорируешь, ужали материал до новостной заметки с самой важной фактурой, расстались со многими интересными деталями. И текст не вышел. И не выйдет до 13 сентября, единого дня голосования, точно. Сказали (или приказали) – повременить. Тем временем в ряде СМИ с разной репутацией и разной аудиторией вышел один и тот же материал о хороших застройщиках, которым нехорошие местные активисты не дают грамотно развивать городскую среду. Ну и минутка самолюбования. Если верхи переживают, что из-за небольшого текста представители ДСК не займут положенных кресел в законодательных органах власти разного уровня, значит, хоть что-то в жизни я делаю правильно». В течение часа сообщение журналиста «Воронежского курьера» было удалено из группы в Фейсбук. Однако по его следам другие журналисты из негосударственных СМИ в той же группе заявили, что «писали и будут писать на эту тему». «Предвыборную цензуру в воронежских госСМИ, очевидно, ввели Оксана Соколова и Илья Сахаров, которые их курируют», - предполагает портал «Четыре пера».

АВГУСТ, 17-18
«12 канал»
В Омске в вечернем эфире «12 канала» шли предвыборные дебаты кандидата в губернаторы Яна Зелинского. Однако в разгар выступления трансляция была прервана. Вместо этого, по информации очевидцев, в течение минуты мигал пустой экран. Напомним, что после жеребьевки в региональном избиркоме кандидаты получили право на агитацию в эфире государственных каналов, включая ГТРК «Омск» («12 канал») и ГТРК «Иртыш». Пока нареканий на трансляции филиала ВГТРК, контролируемого Москвой, не было, а вот с «12 каналом» у кандидата Зелинского как-то сразу не задалось. Однако гендиректор «12 канала» Александр Малькевич, по совместительству главный пиарщик врио губернатора Омской области Виктора Назарова, категорически отрицает факт прерывания телесигнала во время эфира в городе Омске. «Вчерашнего прерывания эфира дебатов Яна Зелинского на «12 канале» никто, кроме представителей ЛДПР, не заметил, - выразил уверенность Малькевич. - Поступила жалоба, что там то ли на полминуты, то ли на минуту трансляция телеканала прервалась. Но, по данным службы мониторинга телеэфира, никаких проблем с вещанием не было, все время шел чистый сигнал. Может быть, сбои произошли локально, и у кого-то отдельного в телевизоре могла быть помеха, связанная с личным кабельным оператором. Это полуфантомная история». Скандал с прерванным эфиром Яна Зелинского произошел уже дважды. Первый раз, 17 августа, во время трансляции дебатов Яна Зелинского с кандидатом от партии «Родина» Андреем Дворецким в Калачинском районе. Там выступление кандидата в губернаторы от ЛДПР неожиданно прервали рекламным блоком. А 18 августа вновь получился казус как раз во время выступления Яна Зелинского на «12 канале».

АВГУСТ, 18
Андрей Туоми
Журналист Андрей Туоми из Карелии по решению Верховного суда республики получит денежную компенсацию за оскорбление в интернете. Судья постановил взыскать 5 тысяч рублей с представителя районной власти, с которым у журналиста произошел конфликт. Как сообщается на сайте Юридической службы по защите прав журналистов и блогеров, двумя месяцами ранее Костомукшский городской суд отказал журналисту в защите от оскорбительных выражений. По мнению суда, журналист должен быть готов к суровой критике, а слова, употребленные чиновником в его адрес, являются оценочными и доказыванию не подлежат. Не согласившись с такой позицией, Туоми подал апелляционную жалобу в Верховный суд Карелии. Позиция журналиста строилась на том, что если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением. Вышестоящая инстанция эту позицию поддержала. Конфликт между соучредителем СМИ «Северные берега» Андреем Туоми и председателем Совета Калевальского райпо Андреем Хомичем возник 18 марта 2015 года в официальной группе газеты Калевальского национального района «Северные берега» в соцсети «ВКонтакте». В адрес Туоми прозвучали оскорбительные слова «фашист» и «гн..а». Журналист написал два заявления: в прокуратуру с требованием возбудить административное дело по статье «Оскорбление» и иск в суд о компенсации морального вреда. Возбужденное прокуратурой дело об оскорблении было ранее рассмотрено судом, Хомич признан виновным и должен будет выплатить в пользу государства административный штраф в размере 3 000 рублей (см. монитор за май, июнь 2015 года).

АВГУСТ, 18
Александр Гордон
Иск телеведущего Александра Гордона к общественному деятелю Алене Поповой о защите чести, достоинства и деловой репутации и взыскании компенсации в размере 800 тысяч рублей отклонен. Савеловский суд Москвы не принял его к рассмотрению, поскольку он не обладал признаками встречности. В ходе суд ознакомился с расшифровками эфирной версии передачи, предоставленными обеими сторонами. Также Попова обратилась с ходатайством о принятии к рассмотрению ответного иска о защите чести и достоинства к Гордону по поводу его интервью, в котором ведущий выразил недоверие к словам общественного деятеля. В результате суд отклонил иск Гордона, не найдя доказательств обоснованности представленных требований. Гордон просил взыскать с Поповой компенсацию морального вреда за негативные сообщения в соцсетях о ее участии в его программе в размере 800 тысяч рублей, а так же 54 тысячи рублей за протокол осмотра социальных сетей, передает РАПСИ. Сама Попова ранее сообщала, что 17 марта во время съемок телепередачи «Мужское/Женское», куда ее пригласили в качестве эксперта по домашнему насилию, она «стала свидетелем абсолютно недопустимого поведения телеведущего Гордона по отношению к присутствующим в студии женщинам» (см. монитор за июнь 2015 года). По ее заявлению с требованием возбудить в отношении Гордона уголовное дело по статье 282 УК РФ в данный момент проводится доследственная проверка.

АВГУСТ, 18
Сайт газеты «Копейский рабочий»
В течение полутора часов (примерно с 11.30 до 13.00 часов) сайт «Копейского рабочего» (Челябинская область) был недоступен ни для пользователей, ни для администратора ресурса. На вопрос редакции, в чем же дело, компания, осуществляющая техническую поддержку сайта, ответила, что сайт подвергся взлому. Интернет-ресурс редакции с завидной периодичностью ощущает на себе внимание хакеров. Кому и зачем нужно взламывать сайт городской газеты, - неясно. Последний раз до сегодняшнего дня постороннее вмешательство в работу Интернет-ресурса «Копейского рабочего» было зафиксировано 4 февраля текущего года. Главная страница сайта http://www.kr-gazeta.ru/ стала видеться пользователям чистой страницей без единой надписи. Почти час специалисты восстанавливали целостность сайта. Стоит отметить, что в период между активностью злоумышленников служба технической поддержки ресурса укрепляет защиту сайта. Пока непонятно, откуда «растут ноги» у всех этих взломов, версий несколько. Возможно, дело в высокой конкуренции на рынке IT-технологий. Но это всего лишь предположение. Выяснять, насколько оно имеет место быть, будут специалисты.

АВГУСТ, 19
Александр Соколов
Юрий Мухин
Апелляционная жалоба на арест журналиста РБК Александра Соколова осталась без удовлетворения. Адвокаты просили изменить Соколову меру пресечения на домашний арест, однако Мосгорсуд оставил его под стражей. При этом ранее суд согласился отправить под домашний арест еще одного фигуранта дела – бывшего редактора газеты «Дуэль» Юрия Мухина. По материалам следственных органов, Соколов участвовал в запрещенной организации, которая выступала за проведение референдума в интересах экстремистской организации, и был администратором сайта этой организации. По этому делу задержаны также бывший редактор газеты «Дуэль» Юрий Мухин и его соратник Валерий Парфенов (см. монитор за июль 2015 года). Как передает РБК, Мухин частично признал свою вину, а Соколов и Парфенов отказываются от дачи показаний, пользуясь статьей 51 Конституции РФ, позволяющей не свидетельствовать против себя и своих родственников. Александр Соколов содержится в СИЗО «Бутырка» с 29 июля 2015 года.

АВГУСТ, 19
Сетевое издание «Наблюдатели Петербурга»
В Санкт-Петербурге главного редактора сетевого издания «Наблюдатели Петербурга» Илью Ершова вызвали в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. Как сообщили «Росбалту» в издании, поводом для проверки стала заявка журналистов издания об аккредитации при избирательной комиссии Ленинградской области, направленная редакцией в июле. Вместе с Ершовым при опросе присутствовал адвокат Иван Павлов. Сотрудник полиции задал Ершову вопросы, касающиеся деятельности общественной организации «Наблюдатели Петербурга», а также о деятельности СМИ «Наблюдатели Петербурга», источниках финансирования, в частности, иностранного финансирования, об участии в деятельности сетевого издания лиц с иностранным гражданством и о связи с международными организациями. Ершов сообщил сотруднику полиции, что дача объяснений является не обязанностью, а правом гражданина, на основании чего отказался отвечать на вопросы, причины появления которых у правоохранительных органов ему непонятны. Отмечается, что сетевое издание «Наблюдатели Петербурга» не занимается коммерческой и хозяйственной деятельностью, члены редакции и журналисты работают на волонтерских началах.

АВГУСТ, 20
НТВ
Мосгорсуд взыскал с телекомпании НТВ 10 тысяч рублей в пользу лидера движения «Русские» Александра Поткина (псевдоним Белов). Об этом «Интерфаксу» сообщил адвокат Поткина Сергей Бадамшин. По его словам, действия телеканала, показавшего в ноябре прошлого года сюжет, где был запечатлен личный досмотр Поткина в СИЗО, признаны «незаконным вмешательством в частную жизнь и распространением сведений о частной жизни». Таким образом, было отменено решение нижестоящей инстанции - Пресненского суда Москвы. Поткин является фигурантом двух уголовных дел. Одно из них было возбуждено 19 августа 2015 года по статье 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»). Второе - осенью прошлого года по статье 174 УК РФ («Легализация имущества, добытого незаконным путем»). Лидер движения «Русские», бывший глава движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Александр (Белов) Поткин был задержан в октябре 2014 года по подозрению в отмывании похищенных бывшим главой казахстанского БТА-банка Мухтаром Аблязовым 5 миллиардов долларов. Своей вины подсудимый не признал. Поткин называет уголовное преследование политически мотивированным.

АВГУСТ, 20
Алексей Ермолин
В Симферополе убит корреспондент газеты «Крымская правда» Алексей Ермолин. Как сообщил журналист Денис Маринин, на Алексея Ермолина напали и нанесли серьезные травмы: множественные ранения головы, шейного позвонка не совместимые с жизнью. Проведенная операция в одной из больниц крымской столицы не дала положительных результатов. Алексей Ермолин скончался, не приходя в сознание. В группе «Журналисты Крыма» в Facebook журналист Денис Руденко также сообщил о том, что Алексея Ермолина убили. «Известный журналист и наш друг Алексей Ермолин был убит. На него было совершено нападение, он получил многочисленные ранения головы, шейного позвонка, не совместимые с жизнью. Череп был так разбит, что мозг был рассечен пополам. И пусть там не говорят, что это неудачное падение. Сейчас полиция проводит следственные действия. Надеюсь, что этот ужасное преступление не спишут на несчастный случай. А полиция и прокуратура Крыма возьмет на личный контроль это расследование», - написал Руденко. Крымские журналисты инициировали сбор средств для передачи матери погибшего коллеги. Как сообщили ГСУ СК России по Республике Крым, во дворе одного из домов в Симферополе между Еромолиным и проживающим с ним по соседству мужчиной произошёл бытовой конфликт. Следственный отдел по Центральному району Симферополя возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 статьи 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего»). В настоящее время, подозреваемый задержан, следствие устанавливает все обстоятельства произошедшего.

АВГУСТ, 20
Газета «Закубанье»
В двадцатых числах июля нынешнего года в типографии был задержан очередной номер газеты «Закубанье» (Республика Адыгея), учредителем которой является общественная организация «Союз славян Адыгеи». Согласно официальной версии, директор майкопского полиграфического предприятия, где печатается «Закубанье», написал заявление в полицию о том, что в свежем номере газеты размещен материал сомнительного содержания. В номере, насторожившем своим содержанием руководство полиграфического предприятия, помимо других материалов, была размещена перепечатка из «Газеты ру», в которой родственники и сами военные - контрактники рассказывали, что несколько десятков контрактников майкопской мотострелковой бригады сбежали с полигона в Ростовской области, поскольку испугались отправки на Украину, и теперь против них возбуждают уголовные дела. С точки зрения Закона РФ «О СМИ» перепечатка материала, размещенного в открытом доступе со ссылкой на первоисточник не является нарушением, и главный редактор «Закубанья» Владимир Коротаев обратился с жалобой на противоправные действия полиции к председателю Совета по правам человека при президенте РФ Михаилу Федотову, который находился в это время в командировке в Адыгее. Федотов, в свою очередь, обратился в республиканскую прокуратуру для того, чтобы прояснить ситуацию. По словам В. Коротаева, правозащитнику в прокуратуре республики был дан ответ, что номер газеты не арестован, а задержан до выяснения обстоятельств. Спустя месяц с момента задержания тиража, 20 августа, в майкопском городском суде состоялось судебное заседание, в котором был рассмотрен протест редакции «Закубанья» на арест тиража газеты, которая распространяется по подписке и в розницу. Представитель учредителя газеты, председатель Союза славян Адыгеи Нина Коновалова заявила в ходе судебного заседания, что в аресте всего тиража не было никакой необходимости. Даже если в полицию поступило письмо из типографии, можно было бы взять на экспертизу несколько номеров, и лишь только после проведения экспертизы принимать решение о судьбе всего тиража, который до сих пор находится под арестом. По ее словам, редакция невольно нарушила обязательство перед своими подписчиками и понесла убытки от продажи розницы, а также продолжает нести репутационные, нематериальные потери. Суд признал незаконным действия полиции по аресту тиража и удовлетворил иск редакции полностью. Тем не менее, решение суда вступит в законную силу только через 10 дней, и все это время тираж газеты будет оставаться под арестом. Редактор «Закубанья» и журналисты газеты всерьез обеспокоены тем, что типография и полиция явно вышли за рамки законодательного поля. Владимир Коротаев расценивает это как посягательство на свободу слова и попытку ввести в республике цензуру независимого издания, мнение которого не всегда совпадает с позицией руководства региона. «В этот раз на наше счастье рядом оказался Михаил Федотов – один из авторов российского закона «О СМИ», ему представилась возможность воочию увидеть, как работает этот замечательный закон на местах. Члены СПЧ уехали, а мы остались. Сменить типографию не представляется возможным, потому что в республике она единственная, а в Краснодар не наездишься с нашим скудным бюджетом», - заявил корреспонденту ФЗГ редактор газеты.

АВГУСТ, 21
Журнал Forbes
Портал Pravo.ru
BFM.ru
«Коммерсантъ»
«Медиа Новости»
Арбитражный суд Москвы назначил на 29 сентября предварительные слушания по иску юридического бюро «Григорьев и партнеры» к ряду СМИ с требованием опровергнуть информацию о том, что осужденная за коррупцию бывшая чиновница министерства обороны Евгения Васильева в случае условно-досрочного освобождения будет работать в этой компании. Как пояснил гендиректор юридического бюро Никита Федоров, информация о трудоустройстве Васильевой в эту компанию не соответствует действительности. По его словам, атмосфера, сложившаяся вокруг «дела Оборонсервиса», имеет негативную окраску и «компании не хотелось бы быть инкорпорированной в этот негативный общественный фон в качестве работодателя одной из фигуранток данного дела». При этом в своем иске юрбюро не дает никаких оценок личности Васильевой, уточнил Федоров. Глава «Григорьев и партнеры» также сослался на комментарии в форумах СМИ, где пользователи с негодованием оценивали новость о возможном трудоустройстве Васильевой, передает РИА «Новости». Так, по словам Федорова, один из комментаторов написал, что фигурантка «дела Оборонсервиса» может работать только в воровской компании и что такие компании можно сразу уничтожать. Иск поступил в арбитраж 21 августа. Ответчиками в иске указаны Axel Springer Russia (журнал Forbes), компания «Праводник» (портал Pravo.ru), BFM.ru, АО «Коммерсантъ» и «Медиа Новости». 8 мая Пресненский суд Москвы назначил ключевой фигурантке дела о многомиллионных хищениях в Минобороны Евгении Васильевой 5 лет реального заключения. Суд также обязал ее выплатить 77 млн рублей по искам потерпевших организаций по делу «Оборонсервиса». Гособвинение, просившее для всех подсудимых условные сроки, обжаловать приговор не стало. При этом ущерб, нанесенный действиями Васильевой, был фактически погашен за счет ее имущества - у экс-чиновницы была изъята коллекция драгоценностей, картины, а также арестована недвижимость, в том числе квартиры в Москве и Санкт-Петербурге. При этом 25 августа Судогодский суд удовлетворил просьбу об УДО Васильевой, и она вышла на свободу. Это решение имело общественный резонанс.

АВГУСТ, 21
Медиагруппа «Общественное мнение»
Саратовская медиагруппа «Общественное мнение» сохранит лицензию. Отозвать лицензию требовал Роскомнадзор из-за двух случаев публикации нецензурной лексики, однако Верховный суд отказал регулятору. «Общественное мнение» дважды публиковало нецензурную лексику: в 2014 и 2015 годах. В обоих случаях медиагруппа вовремя платила штраф, и претензий к ее деятельности не возникало, передает «Дождь». Редакция «Общественного мнения» отмечает, что за последние полгода она «подверглась валу административных и уголовных преследований». В частности, депутат местного парламента Сергей Курихин заявил о клевете в отношении него в социальных сетях, после чего в редакции «Общестенного мнения» и дома у журналиста Сергея Вилкова прошли обыски. По заявлению депутата было возбуждено уголовное дело. В ходе обысков, которые прошли в начале июля, из редакции изъяли всю компьютерную технику - ее не отдали до сих пор. Редакция «Общественного мнения» считает, что таким образом пытаются парализовать деятельность медиагруппы (см. монитор за июль 2015 года).

АВГУСТ, 21

Телепрограмма «Ревизорро»
В Томске руководство кафе-кондитерской «Клаус» обратилось в прокуратуру с жалобой на телепрограмму «Ревизорро», попросив выяснить, законна ли проверка их заведения. «На адрес электронной почты кафе поступило письмо от имени продюсера программы с «предложением о сотрудничестве», - сообщили в пресс-службе прокуратуры Томской области. - Все варианты сотрудничества имеют денежный эквивалент. К примеру, показ заведения в лучшем виде оценен автором предложения в 100 тысяч рублей». В прокуратуре отметили, что в соответствии с законом о СМИ не допускается злоупотребление правами журналиста в целях фальсификации общественно значимых сведений. Средства массовой информации запрещается использовать в целях совершения уголовно наказуемых деяний. «Информация для проверки на предмет наличия признаков преступлений, предусмотренных статьями 159 и 163 Уголовного кодекса РФ, направлена в полицию», - сообщают в прокуратуре. Между тем, это уже не первый случай, когда рестораторы жалуются на мошенничества и вымогательства со стороны неизвестных людей, представляющихся продюсерами «Ревизорро». Однако сотрудники телепередачи уверяют, что не имеют к этим письмам никакого отношения. «Программа очень популярна, поэтому на ней пытаются заработать недобросовестные люди, - неоднократно заявляла Елена Летучая на своей страничке в социальных сетях. - Ни о каких ста тысячах рублей не может быть и речи! Мы проводим только независимую оценку, поэтому нашей съемочной группе часто не оказывают нужного гостеприимства. Рестораторов и отельеров обманывают мошенники, которые пытаются таким способом заработать! Мы за честную работу!». Юристы телекомпании сами намерены обратиться за помощью в правоохранительные органы, чтобы найти аферистов, бросающих тень на репутацию известной передачи.

АВГУСТ, 21
Съемочная группа «Ревизорро»
В Мурманске возбудили дело в отношении съемочной группы «Ревизорро» телеканала «Пятница», сообщил FlashNord источник в правоохранительных органах Мурманской области. «Возбуждено уголовное дело по факту нанесения побоев сотруднику ЧОП в кафе «Юность», - сказал собеседник агентства. В кафе «Юность», расположенном напротив здания правительства Мурманской области, 18 июля была избита ведущая программы «Ревизорро» Лена Летучая. Тогда съемочная группа обнаружила на кухне кафе просроченные вареники, после чего сотрудник ЧОП налетел на Л. Летучую и с силой выволок ее с кухни. Вмешавшиеся сотрудники телеканала остановили охранника. В пресс-службе регионального управления МВД тогда сообщили, что в полицию поступило заявление от сотрудника ЧОП, который получил телесные повреждения в виде раны губы.

АВГУСТ, 21
СМИ Перми
«Я не буду с вами здороваться!» - ответил на приветствие прессы адвокат Михаил Постаногов. Это случилось на заседании Ленинского районного суда Перми, где рассматривалось ходатайство СКР о продлении содержания под стражей заместителя председателя Березниковской городской Думы Андрея Мусихина. Депутат обвинен в посредничестве в даче взятки в 200 тыс. долларов США заместителю начальника управления ФНС по Пермскому краю Виталию Макарихину. По версии следствия, деньги предназначались за отмену результатов выездной проверки, проведенной в ЗАО «Искра-Авигаз». ФНС насчитала этому предприятию недоимку, штрафы и пени на общую сумму 381,3 млн рублей. Депутат А. Мусихин, возглавлявший в березниковском ПАО «Уралкалий» управление по взаимодействию с органами власти, вел переговоры с В. Макарихиным почти две недели. Передача наличности, эквивалентной 10,7 млн рублей, состоялась в центре Перми днем 22 июня. Оба находились в личной машине В. Макарихина. Поскольку налоговик ранее обратился в ФСБ, все действия депутата скрытно записывались оперативниками на аудио- и видеоаппаратуру. Уголовное дело против 40-летнего А. Мусихина СКР возбудил 25 июня. В тот же день его задержали, 26 июня арестовали и 27-го предъявили обвинение. В Пермском краевом суде адвокат Михаил Постаногов попросил рассмотреть в закрытом режиме апелляционную жалобу на обоснованность ареста. «В деле есть неустановленные лица. Оперативное сопровождение ведет ФСБ. Оперативная работа окажется под угрозой. Прошу удалить прессу из зала суда», - заявил защитник. Прокурор Сергей Ликанов напомнил, что информация об этом процессе размещена на официальном сайте краевого суда. «Считаю возможным быть корреспонденту на оглашении постановления», - сказал представитель краевой прокуратуры. Судья Дмитрий Отинов продолжил слушания в открытом режиме. «От следствия не поступало никаких документов, чтобы какие-либо данные необходимо скрыть», - мотивировал свое решение служитель Фемиды. Как известно, гласность судопроизводства по уголовным делам определяется правилами статьи 241 УПК РФ. Провинциальный адвокат М. Постаногов, похоже, об этом не знает. Требуя удалить прессу, ни на какой закон он не ссылался.

АВГУСТ, 21
Илья Варламов
РИА «Омскинформ»
У известного московского блогера Ильи Варламова сложились непростые отношения с Омском. Три с лишним года назад он выдвигался местным интернет-сообществом в мэры города, но не смог собрать необходимого количества живых подписей. Не удалось пока Варламову и его команде, куда входят тоже весьма прославленные в онлайн-пространстве персонажи – Артемий Лебедев и Максим Кац, осуществить в Омске предлагаемые ими городские проекты – в частности, развития сети трамваев (вместо метро, в которое уже вложены миллиарды и при этом больше 30 лет существует оно только виртуально). Возможно, Илья Варламов после всех неудач решил возместить хотя бы частично бессмысленные затраты. Четыре месяца назад ему удалось выгодно продать с устроенного им в твиттере аукциона родившегося у него дома котенка, нареченного «Омском» - конечная сумма сделки не разглашается, но точно известно, что превышает она во много раз месячный заработок среднестатистического омича: предложение от чиновника омской мэрии – 185 тыс. рублей – оказалось не последним. Вырученные от реализации «Омска» средства пойдут на «городские проекты». На днях Илья Варламов обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к учредителям портала РИА «Омскинформ», опубликовавшего без спросу фотографию «Омска», размещенную на сайте истца. Агентство проиллюстрировало ею заметку под заголовком «Блогер Варламов назвал котенка Омск». За использование этого фото бывший владелец животного требует с интернет-издания 400 тысяч рублей. Ранее ему же предъявлял иск соратник Варламова – веб-дизайнер Артемий Лебедев: ущерб, причиненный ему публикацией без его разрешения снимка с места дорожно-транспортного происшествия он оценил в полмиллиона рублей. Суд удовлетворил иск частично, постановив, что «Омскинформ» должен выплатить автору фото, в котором нет ничего необычного, даже по местным критериям, не говоря о столичных, 13, 5 тыс. руб. (см. монитор за декабрь 2014 года). Претензии Варламова к тому же порталу тоже выглядят сильно преувеличенными – насколько они соответствуют здравому смыслу, должен ответить суд.

АВГУСТ, 21, 26
Съемочная группа ГТРК «Ставрополье»
Варварская, а часто и незаконная добыча полезных ископаемых на Ставрополье встречается сплошь и рядом. Ведется годами, открыто и почему-то не замечается правоохранительными органами. Съемочная группа ГТРК «Ставрополье», получив задание на журналистское расследование, такую фирму легко нашла. В Кочубеевском районе десятки наполненных гравием грузовиков разъезжались в разные стороны, вывозя строительный материал. Как только оператор Сергей Табала расчехлил камеру, а журналист Анастасия Эпендиева начала репортаж, из подъехавшей машины выскочил мужчина и погнался за оператором, требуя отдать кассету и бросая в него камнями. Убедившись, что камеру ему добровольно не отдадут, мужчина стал булыжниками бомбардировать машину съемочной группы, а потом вытаскивать из багажника все, что в ней находилось: штатив, канистру с бензином, и, в конце концов, забрал ключи от служебной машины, чтобы группа не смогла уехать. Пришлось вызвать полицию. В итоге журналистам пришлось отдать нападавшим кассету в обмен на ключи от машины. Последние заставляли съемочную группу быстрее уезжать, не понимая и не догадываясь, что та ждет полицию. При виде стражей порядка нападавшие и все, кто работал в карьере, разбежались, по словам Анастасии Эпендиевой, «как тараканы». И только одного человека удалось задержать. Более 6 часов Анастасии Эпендиевой и Сергею Табале пришлось провести в полиции, давая показания. Там они с изумлением узнали, что против них, пострадавших, тоже написано встречное заявление (любимая тактика кавказского криминалитета) о привлечении к ответственности за якобы незаконную съемку. Обо всем этом журналисты рассказали в телеэфире. И показали пленку, на которой на молодых телевизионщиков нападает седой здоровый охранник (?), годящийся им в отцы. Да, кассету отобрали, где она, пока неизвестно, но запись происшедшего сохранилась на жестком диске камеры оператора. В министерстве природных ресурсов сюжет прокомментировали так: фирма ООО «Кубаньагросервис» вела добычу полезных ископаемых без лицензии. А значит, и без отчислений в соответствующий бюджет. Кроме того, добытчики не занимаются рекультивацией выработанных участков, из-за подобных старателей край теряет многие гектары земли – ее уже никак нельзя использовать. Сейчас проводится проверка. Руководитель краевой полиции Александр Олдак пообещал лично следить за расследованием дела о нападении на съемочную группу ГТРК «Ставрополье» в Кочубеевском районе. А руководитель ГТРК «Ставрополье» Илья Канавин на своей странице в социальной сети Facebook, оставил следующее сообщение: - Спасибо всем (коллегам и не только), кто откликнулся, отреагировал на факт атаки на нашу съёмочную группу… У меня нет вопросов про то, почему накинувшиеся на них люди вели себя так, как мы все видим. У меня нет вопросов о том, где и как они воспитывались и какая у них мораль. У меня есть другие вопросы, ответы на которые я надеюсь вскоре получить. 1. Почему правоохранители приехав на карьер, стараясь поймать людей, занимающихся незаконной деятельностью, никого не застали, а наша съёмочная группа застала? 2. Откуда в методах и поведении нападавших такая непоколебимая самоуверенность? 3. Кто надоумил нападавших написать встречное заявление в полицию на наших журналистов? 4. Как будет власть пресекать ставшую привычной практику варварского уничтожения среды нашего обитания? 5. Насколько сложно представителям власти выяснить, откуда и куда идут гружёные машины? 6. Кто пользуется услугами многочисленных незаконных разработчиков карьеров? 7. И главное. А вообще интересно ли всё это властям? 26 августа Кавказский Узел сообщил, что правоохранители уже разбираются в конфликте. Согласно версии следствия, во время съемки группой ГТРК «Ставрополье» видеорепортажа о добыче полезных ископаемых на одном из местных карьеров противодействие журналистам оказали двое работавших там мужчин. Следователи выяснили, что мужчины требовали от корреспондента прекратить съемку, пытались отобрать видеокамеру у оператора, применяли физическое насилие, а также отобрали видеокассету с записью. По результатам проверки в отношении вышеуказанных мужчин возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 144 УК РФ («Воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов»).

АВГУСТ, 23
Юлия Крючкова
Виталий Зятковский
В Симферополе российские полицейские задержали съемочную группу украинского телеканала «Интер», которая проводила съемку в городском парке имени Тараса Шевченко. Как сообщает сайт «Центра журналистских расследований», журналистку Юлию Крючкову и оператора Виталия Зятковского отвезли в Центральный райотдел внутренних дел для выяснения их личности. «На месте полицейские проверять документы не стали, предложили проехать в райотдел, сказали - там разберутся. Через полчаса нас уже отпустили», - рассказала Ю. Крючкова. По ее словам, журналистам вернули документы и извинились «за доставленные неудобства». Телеканал «Интер» - единственный украинский телеканал, имеющий официальную аккредитацию МИД России для работы в Крыму.

АВГУСТ, 25
Газета «Компас TV»
В Иркутской области в отношении мэра Тулуна возбуждено административное дело. Юрий Карих оштрафован мировым судом города за отказ в предоставлении информации журналистам местной газеты «Компас TV» (см. монитор за июнь 2014 года), сообщает пресс-служба регионального отделения ОНФ. В ОНФ обратилась главный редактор газеты, которая рассказала, что городская администрация игнорирует официальные запросы о реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Эксперты Центра изучили ситуацию и пришли к выводу, что в бездействии мэрии усматривается нарушение закона о средствах массовой информации, из которой следует, что запрос редакцией необходимых сведений является законным способом получения информации о деятельности органов госвласти. Чиновнику назначен штраф в размере тысячи рублей.

АВГУСТ, 26
Евгений Ширманов
Осужденному на десять суток «за мелкое хулиганство» известному саратовскому видеоблогеру Евгению Ширманову предъявлено новое обвинение, теперь в «неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции». Ширманов осуществляет гражданский мониторинг деятельности сотрудников ГИБДД. Ширманова обвиняют по статье 19.3 КоАП. Ему инкриминируется некое неповиновение сотрудникам полиции, совершенное им, по мнению правоохранителей, во время видеосъемки работы сотрудников ГИБДД в Пензе около монумента «Глобус» на улице Суворова. Сторонники Евгения Ширманова ищут свидетелей, находившихся в момент инцидента в том месте, в частности водителей машин, остановленных во время видеосъемки сотрудниками ДПС. Евгений Ширманов осуществляет гражданский мониторинг деятельности сотрудников ГИБДД и предает огласке допускаемые ими нарушения. Евгений был задержан в Пензе 15 августа во время встречи со своими сторонниками и впоследствии арестован на десять суток «за мелкое хулиганство». Задержанию предшествовала провокация неизвестных лиц, которые появились на месте встречи и своими плакатами придали собранию вид «несанкционированного митинга».

АВГУСТ, 26
ГТРК «Ставрополье»
В редакцию ГТРК «Ставрополье» поступило анонимное письмо с угрозами от имени работников карьера, где 21 августа произошло нападение на журналистов телеканала, которые снимали сюжет о добыче полезных ископаемых. «Письмо поступило нам сегодня, реакция на него будет - будем обращаться в правоохранительные органы. Мы должны обеспечить защиту и безопасность людям, в адрес которых поступили угрозы», - сообщил агентству «Интерфакс-Юг» руководитель компании Илья Канавин. В анонимном письме, подписанном «работники карьера», фотографию которого И. Канавин разместил на своей странице в Facebook, в частности говорится: «Прекратите выдавать сюжеты и новости. Все ваши фамилии и адреса известны, номера телефонов. Это вам не шутки». В письме также говорится, что, если телекомпания продолжит развивать тему добычи ископаемых на карьере, то журналистам «не поздоровится». И. Канавин отметил, что, несмотря на угрозы, телекомпания продолжит расследование о нелегальном бизнесе по добыче полезных ископаемых, хотя, по его словам, с этой «генетически въевшейся проблемой сложно бороться». «Мы понимаем, что влезли в ситуацию, в которой завязаны влиятельные люди, и тем самым их образ жизни и их доходы могут пострадать. На этом (бизнесе - ИФ) связаны огромные структуры и строительные компании», - отметил он. В то же время руководитель телекомпании подчеркнул, что уже сейчас они чувствуют поддержку как от правоохранительных органов, так и от властей края. Накануне прокуратура начала проверку соблюдения закона при разработке карьеров в Кочубеевском районе, в котором снимали сюжет журналисты телекомпании. Руководством следственного управления СКР по Ставропольскому краю дано распоряжение проверить информацию об угрозах журналистам ГТРК «Ставрополье».

АВГУСТ, 27
Lenta.ru
В судебной системе России разразился очередной громкий скандал, который выплеснулся в СМИ. Началось с того, что интернет – издания опубликовали обращение судьи Московского арбитражного суда Ларисы Шевелевой к генпрокурору РФ Юрию Чайке и депутату Госдумы Яну Зелинскому, в котором служительница Фемиды обвиняет заместителя председателя Верховного суда Олега Свириденко в давлении на нее по ряду хозяйственных дел. В своем обращении судья Шевелева признается в том, что под давлением Свириденко, являющегося куратором арбитражной системы РФ, ей пришлось вынести незаконные и неправосудные решения по нескольким арбитражным делам, которые перечисляются в тексте документа. При этом судья Шевелева просит государство взять ее под защиту. Первой рассказавшая об обращении судьи Шевелевой Lenta.ru уже через три с половиной часа после выхода публикации внезапно ее удалила. По словам источников в этом издании, это случилось после того, как в редакцию нагрянули некие люди, которым, как выясняется, оказалось по силам не только повлиять на позицию федерального СМИ, но и пригрозить увольнением сотрудникам, причастным к появлению «вредной», с их точки зрения, публикации. Зачистке повергся и кэш Яндекса, где в течение некоторого времени хранилась санированная публикация Lenta.ru.

АВГУСТ, 27
СМИ Пензенской области
Департамент внутренней политики Пензенской области ограничивает доступ журналистов к актуальной информации. Неразбериха в подразделениях Правительства Пензенской области, отвечающих за организацию работы журналистов СМИ на проводимых государственным органом мероприятиях, продолжается, субъективным образом нивелируя российскую юрисдикцию на отдельной территории. Со слов отдельных пензенских журналистов известно, что нездоровые тенденции начались примерно с мая 2015 года. Получить объяснения сего феномена возможным не представляется, так как уполномоченные на принятие решений лица ничего толком сказать не могут. В правительстве Пензенской области отсутствует какое-либо положение об аккредитации журналистов СМИ.

АВГУСТ, 28
Газета «Арсеньевские вести»
В апреле 2014 года в газете «Арсеньевские вести» была опубликована статья Марины Завадской «Это вам не Миша 2%, а Михайлов 60%». В статье описывались события, которые стали предметом длительного судебного разбирательства в Арбитражном суде Приморья – по решению спора между двумя частными фирмами – ООО «Кутум» и ООО «Андезит» и администрацией Шкотовского муниципального района. Администрация выдала лицензию на разработку месторождения песка в районе села Речица, а две фирмы спорят, чья лицензия правильнее. Автор статьи в «Арсеньевских вестях» Марина Завадская сослалась на мнения, что получил лицензию не тот, кто первый просил, а тот, кто в приятельских отношениях с главой администрации. Первым подал судебный иск к газете «Арсеньевские вести» глава Шкотовской районной администрации В. Михайлов. За опороченную деловую репутацию и фотографию, сделанную в кафе во время разговора с истцом, он подал иск на 1 100 000 рублей. Фрунзенский районный суд Владивостока отказал Михайлову в удовлетворении его исковых требований, а судья Елагина ещё и подчеркнула, что «границы допустимой критики в отношении государственного служащего, осуществляющего свои властные полномочия, могут быть шире, чем пределы критики в отношении частного лица, поскольку первый неизбежно и сознательно открывает себя для тщательного наблюдения за каждым своим словом и поступком со стороны журналистов и большей части общества, и, следовательно, он должен проявлять большую степень терпимости» (см. монитор за май 2015 года). В конце августа Фрунзенский суд Владивостока заслушал дело второго «героя» статьи - Исмаилова Аташа Музаффара-оглы к «Арсеньевским вестям» о защите чести, достоинства, деловой репутации, защиты права на охрану изображения и компенсацию морального вреда. А. Исмаилов считает, что автор, по его мнению, «позиционирует его как вымогателя, осуществляющего свои действия по предварительному сговору с главой администрации В. Михайловым», считает чуть ли не рейдером, обвиняя в организации преступной деятельности. Истец Исмаилов просит суд признать нарушенным право на его изображение, убрать фото с сайта газеты, опровергнуть порочащие его сведения и взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда: 500 000 рублей и 100 000 рублей – за нарушенное право на охрану изображения.

АВГУСТ, 28
Александр Бывшев
Сотрудники Главного управления МВД РФ по противодействию экстремизму провели 28 августа 2015 года обыск в доме Александра Бывшева, блоггера из райцентра Кромы Орловской области, приговоренного к 300 часам общественных работ за публикацию стихотворений в поддержку украинской демократизации. «Сегодня без пяти семь утра постучались в дверь три человека, двое из них представились как сотрудники электросетей. Впрочем, третьего я сразу узнал, это сотрудник Орловского областного центра «Э» Евгений Поляков», - цитирует Александра Бывшева Би-би-си. По его словам, оперативники предъявили постановление об обыске по делу о поджоге прокуратуры поселка Кромы в ночь с 5 на 6 августа. «Они стали изымать USB-флэшки, старый системный блок компьютера и главное - мой новый ноутбук, который удалось приобрести на средства, собранные мне в помощь по инициативе журналиста Александра Подрабинека», - рассказал Александр Бывшев. В марте 2014 года Александр Бывшев написал два стихотворения, посвященных украинским событиям. В рамках заведенного на него уголовного дела была проведена лингвистическая экспертиза, которая не обнаружила ничего криминального в стихах Бывшева. Однако затем была проведена еще одна экспертиза, согласно которой «стихи Бывшева возбуждают ненависть и вражду к русским». И именно эту, повторную экспертизу суд приобщил к делу (см. монитор за июль, октябрь 2014 года, январь, март 2015 года).

АВГУСТ, 28
Алексей Сиверкин
В Самаре разгорается новый конфликт. Его участниками стали популярный журналист и известный адвокат. На кону в их споре - миллион рублей и деловая репутация. Адвокат с двадцатилетним стажем Александр Паулов считает - его честь и достоинство оскорблены. Журналист и блогер Алексей Сиверкин в «Живом Журнале» назвал юриста научным термином, обозначающим один из мужских непарных органов. По версии Паулова, это нанесло ему моральный ущерб. «В связи с тем, что по работе все время защищаю людей, как говорят, сапожник без сапог - самому некогда себя защитить. Вот выдалась свободная минутка, написал исковое заявление товарищу Сиверкину - на 1 миллион рублей, потому что во столько оцениваю свою честь, достоинство, деловую репутацию», - рассказал Александр Паулов. По мнению адвоката, Сиверкин позволил себе оскорбительное высказывание не из природной неадекватности, а по заказу. Однако журналист свою позицию считает правильной. «В скриншотах, сканах тех публикаций, которые семья Пауловых хочет приводить в качестве аргументов и доказательств в суде, по большому счету нет ни одного слова неправды», - заявил Алексей Сиверкин. По словам Паулова, к нему очередь из желающих предъявить Сиверкину иски за клевету. Первая в числе оскорбленных - жена адвоката Ольга, известная в самарской блогосфере под ником lelik63. «Он должен либо извиняться, либо предложить мировой вариант», - прокомментировал адвокат. Журналист готовит ответный ход. По его версии, Паулов вместе с женой угрожает свободе слова в Самаре. «С моей стороны последует встречный иск на 111 миллионов рублей. В настоящее время он находится в работе. Пауловы проигрывают все, при этом ищут, пытаются найти какие-то новые способы заработка. Покушаются на журналистику, на свободу слова», - грозит блогер.

АВГУСТ, 28
«Открытая газета»
Журналисты независимой ставропольской «Открытой газеты» Людмила Леонтьева и Олег Парфенов рассказали на страницах своего издания, как прямо в судебном заседании они стали свидетелями подлога судебных документов в интересах денежных клиентов. Рассматривался иск о защите чести и достоинства владельца управляющей компании №16 Савенко к «Открытой газете». Умаление своих качеств истец обнаружил в статье «Хамство в рамках закона», причем в одной-единственной фразе: «Фирма-бездельница, безобразно выполняющая услуги или не выполняющая их вовсе и купающаяся в дармовых деньгах». Про коммунальный бизнес этой управляющей компании, с которого «вкушала» вся семья Савенко - жена, дочка, сын и их вторые половинки, много раз писала не только «Открытая», но и газета «Вечерний Ставрополь», и местное телевидение уделяло внимание этой проблеме. Савенковские иски к этим СМИ уже рассматривал арбитражный суд, в полном объеме отказавший сутяжникам. Поскольку в арбитраже фокусы семейства не проходили, оно наладило ходы в райсуды общей юрисдикции. Судьи, выполняя заказ владельцев УК-16, пытавшихся удержать разбегающиеся из-под их управления многоэтажки, выносили такие мутные решения, что ответчики долго бегали по судам, выясняя, чтобы они значили. Итак, идет заседание районного суда общей юрисдикции, и судья Кравченко, в ответ на требование истцов о проведении лингвистической экспертизы, удаляется и несколько минут совещается сама с собой. Выходит после «совещания» и начинает читать какой-то путаный текст, не имеющий никакого отношения к заявленной в иске газетной статье. К тому же текст полон оскорблений и клеветнических измышлений в адрес человека, который никакого отношения к данному процессу не имеет, а присутствует на заседании в качестве слушателя. Это представитель одной из многоэтажек, полковник в отставке Дикович, успешно защищавший права и интересы жильцов. Въедливый отставник до того раздосадовал юриста компании Геворкяна своими победами в суде, что от юриста в его адрес сыпались и угрозы и мат - прямо в зале суда. И вот судья зачитывает какой-то текст с угрозами и оскорблениями в адрес этого самого Диковича! И журналисты, слыша знакомую ругань, обомлевают и прервали судью изумленным вопросом: что за дикий текст она читает, явно видя его в первый раз? «Выношу определение о назначении лингвистической экспертизы по новому иску Савенко, - ответствует судья. Но никакого нового искового заявления редакция не получала! Более того, даже после этого шокового заседания «новый иск» никак не смогли отыскать в деле. По всем признакам, бредовый текст был передан судье заказчиками прямо перед заседанием, и судья не успела его изучить, убрать хотя бы злобные клеветнические нападки. А они звучали в адрес человека, прошедшего горячие точки, награжденного за заслуги! И раньше газета, присутствовавшая в качестве общественного защитника на подобных процессах, не раз писала о неадекватном поведении представителя управляющей компании юриста Геворкяна. Но чтобы его ругань озвучивала федеральный судья! Да еще ссылаясь на судебные документы, которых в помине нет. Журналисты описали этот судебный фарс под названием «С брезгливостью и презрением» на страницах своей газеты. И на следующем заседании просто зачитали ее вслух, целиком - в качестве довода своего требования об отводе судьи. Выслушав статью, судья с пунцовым лицом не нашлась, что сказать в ответ, и была вынуждена взять самоотвод. Главный редактор «Открытой» Леонтьева и автор статьи Парфенов отправили заявление о подлоге и фальсификации судьей Кравченко судебных документов на имя председателя райсуда Просвириной. Та не только проигнорировала обязанность провести служебную проверку, но решила вообще не отвечать редакции, - для нее близилось время переназначения на председательский пост. И потому скандал замяла тем, что «отписала» сфабрикованное судьей Кравченко дело новому судье - Волковской. А что же председатель суда ответила на заявление самого Диковича, которого судья Кравченко оскорбила и оклеветала в своем якобы определении? Смысл отписки заслуженному человеку был таков: жаловаться не имеете права, поскольку вы не являетесь участником процесса. Итак, председатель суда Просвирина закрепила за судьей право на оскорбление любого гражданина, присутствующего в зале суда. А журналисты «Открытой газеты» отправили новое заявление выше - на имя председателя краевого суда Кузина и председателя Квалификационной коллегии судей Ваничкиной: «Действия Просвириной расцениваем как укрывательство злоупотреблений сотрудников возглавляемого ею органа правосудия, а также как мстительное намерение втянуть журналистов в процессы по сфальсифицированным делам и с предсказуемым результатом в интересах процессуальных противников редакции. Расцениваем как воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов, являющихся выразителями общественного мнения и выступающих в судах исключительно в качестве общественных защитников жертв коммунального мошенничества».

АВГУСТ, 29
Василий Гришин
ИА «URA.Ru»
Избирательный подход к работе журналистов имел место на похоронах экс-депутата городской думы Екатеринбурга Эдуарда Романовского, которого ряд экспертов связывал с деятельностью небезызвестной ОПГ «Уралмаш». Некоторым СМИ никто не мешал снимать происходящее, а вот на двух корреспондентов информагентства «URA.Ru» фактически напали не представившиеся личности. Несколько человек сначала вывели фотокорреспондента Василия Гришина из храма Рождества Христова, где проходило прощание с Романовским, а затем один из неизвестных выхватил у него фотоаппарат, после чего, угрожая физической расправой, похитил флэшку. «Вас сюда кто-то приглашал? Вы вообще знаете, кого снимаете-то?» - поинтересовался неизвестный. И категорически отказался отдавать флэшку. Стоит отметить, что на похоронах было много людей, включая мэра Екатеринбурга, депутатов областного и городского уровня, известных политиков и чиновников. Сообщая о смерти бизнесмена, выходца с завода «Уралмаш», который избирался депутатом Екатеринбургской гордумы, «URA.Ru» выразило соболезнование родным и близким Романовского. Тем не менее, в сообщении журналисты отметили: «Просим считать новость заявлением в правоохранительные органы о двух преступлениях: воспрепятствованию профессиональной деятельности и хищению». Журналист Андрей Варкентин в разговоре с корреспондентом ФЗГ подтвердил, что они с Василием Гришиным уже побывали в полиции и в ближайшие дни у них запланирован визит в Следственный комитет.

АВГУСТ, 29
Вадим Тюменцев
Следователи по делу томского блогера Вадима Тюменцева восьмой месяц исследуют состав совершенного им, по их мнению, преступления, но, похоже, не удается пока областным управлениям ФСБ и СК подобрать ему точное определение, соответствующее нормам УК. Оба ведомства предъявили блогеру обвинение еще в феврале – в двух видеообращениях, размещенных на youtube, они усмотрели «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и «возбуждение ненависти либо вражды». На изучение этих трехминутных сюжетов (в одном шла речь «о мирном перекрытии улицы в знак протеста против маршрутного беспредела», в другом – «о выдворении луганско-донецких беженцев») следствию не хватило трех месяцев – 28 апреля Вадим Тюменцев был помещен в СИЗО. В мае-июне из-за конфликта с администрацией пробыл 25 суток в карцере. На днях суд в третий раз продлил срок предварительного следствия и, соответственно, содержания под стражей Тюменцева – до 28 сентября «в связи с необходимостью пересоставления обвинительного заключения». Об этом пишет В контакте его представитель правозащитник Антон Иванов. Судебное заседание, сообщает он, проходило, как и предыдущие, в закрытом режиме. На томских форумах комментаторы сравнивают данное дело с делами более статусных фигурантов – Евгении Васильевой и других, которым, в частности, удается, убивая людей «по неосторожности» на дорогах, избегать уголовного наказания. Форумчане приходят к выводу, что самое страшное в нашей стране преступление – иметь и отстаивать свое мнение.

АВГУСТ, 29
Татьяна Брицкая
В конце августа на Ковдорском ГОКе (Мурманская область) обвалилась порода. По словам очевидцев, обрушившаяся порода завалила технику геолого-разведывательной партии, люди не пострадали, так как за несколько минут до происшествия покинули участок. По факту ЧП редактор репортерской службы газеты «Мурманский вестник» Татьяна Брицкая готовила публикацию. Однако в пресс-службе Ковдорского ГОКа ей заявили: «Вам мы никаких комментариев давать не будем». Несмотря на преграды, материал всё равно вышел, а по факту нарушения федерального закона и отказа в доступе информации журналист обратилась с заявление в областную прокуратуру. Как пояснила корреспонденту ФЗГ Татьяна Брицкая, скорее всего здесь, в первую очередь, личностный конфликт. «Нелюбовь» ко мне связана с тем, что в 2012 году на ГОКе была забастовка, и тогда руководство постаралось, чтобы за пределы Ковдора информация не вышла. И наша газета стали единственным СМИ, которое подробно и системно освещало эту забастовку. По-моему, порядка трех полосных публикаций было. ГОК был очень недоволен, и свое недовольство высказывал. А уж пресс-служба вообще не скрывала эмоций, причем публично и при моих коллегах просто на меня орала. При этом мы тогда соблюдали баланс и исправно интересовались мнением дирекции о событиях, и это мнение приводили в текстах, но они хотели, чтобы мы вообще не писали», - говорит Брицкая.

АВГУСТ, 29
Сергей Томашевский
Пресс-секретарь ростовского футбольного клуба СКА 34-летний Сергей Томашевский получил в Великобритании статус беженца. Как он рассказал информационному порталу donnews.ru, в этом ему помогли друзья-англичане. Покинул Россию Сергей ещё в марте. Он прилетел в Киев 18 марта на матч местного «Динамо» с английским клубом «Эвертон». В этот же день на украинском спортивном портале Tribuna.com было опубликовано его интервью, в котором он рассказал, что политику России на Украине считает неправильной, а в России народ, по его мнению, «или зомбирован очень сильно, или просто равнодушен». В этот же день ему начали звонить незнакомые люди, угрожать, писать в социальных сетях сообщения: «В Ростове тебе лучше не появляться», «Ходи и оглядывайся». Томашевский вернулся в Ростов, и нападки на него в интернете приобрели уже масштаб пиар-компании, причём особенно усердствовали болельщики ростовских команд СКА и «Ростов». Томашевский решил, что «сидеть дома или выходить из него, но постоянно оглядываться - это не жизнь». У Сергея была действующая английская виза, а друг из Питерборо предложил пока пожить у него. В Англии в аэропорту Томашевский сказал таможеннику, что будет просить убежища, после чего его провели в специальную комнату, где он пробыл 26 часов в связи с большим наплывом таких же желающих остаться в стране. Российский журналист оказался в числе немногих, которым это разрешили. Сначала временно, а позднее он получил и статус беженца. Сергей Томашевский переехал в Манчестер, где снимает комнату за 300 фунтов и работает журналистом-фрилансером. А также пишет книгу - дневник российского беженца.

АВГУСТ, 29
Газета «Навигатор»
В Тольятти (Самарская область) управляющая компания «Серебряная молния» запретила распространять в обслуживаемых ею домах газету «Навигатор Тольятти». Дело в том, что на протяжении долгого времени газета пишет о деятельности этой управляющей компанией. Не всегда комплиментарно. На днях журналистам тольяттинского издания стало известно, что им теперь запрещено распространять экземпляры газеты через почтовые ящики домов, которые обслуживает «Серебряная молния». Тираж «Тольяттинского Навигатора» составляет 30 тысяч экземпляров. Это общественно-политическое издание, с широким тематическим полем. Однако особое внимание журналисты газеты уделяют проблемам коммунальной сферы. «Так как в Тольятти это очень острый вопрос. Здесь всегда идёт война за дома между управляющими компаниями» – поясняет обозреватель «Навигатора» Евгений Бакланов. Есть подтема – неплатежи управляющих компаний. «То есть, деньги с жильцов собирают, а товариществам не отдают. На УК пишут иск, а она меняет просто название» – объясняет технологию обмана Бакланов. По его словам УК «Серебряная молния» уже четыре раза меняла название. Об этом как раз часто писал «Навигатор». Часто журналисты лично задевали руководителя «Серебряной молнии» Гаика Ягутяна. «В конце концов, пошло давление. Началось запугивание почтальонов. Например, сожгли машину почтальона, который разносил «Навигатор» в дома Ягутяна, – рассказывает Бакланов. – Или вот недавно два наших парня проводили опрос в домах, которые тогда находились в ведомстве «Серебряной молнии». Во время опроса Ягутян и его телохранитель прибежали и стали угрожать физической расправой ребятам». На днях редакция «Навигатора» получила три письма от руководства ТСЖ в домах Ягутяна. Везде было написано, что почтовые ящики являются собственностью жильцов дома, «несущих бремя обслуживания этих ящиков». В связи с этим ТСЖ принимает решение газету не распространять. «Тут же протокол, где подписи только членов правления ТСЖ. Из этого мы заключили, что общего собрания жильцов не проводилось. Значит, решение неправомерное!» – заявляет Евгений Бакланов. Вопрос остаётся открытым: правомерно ли препятствовать распространению экземпляров газеты «Навигатор»? Также интерес вызывает конфликт между изданием и УК – излагают ли журналисты в своих материалах искаженную информацию или руководитель «Серебряной молнии» и правда не чист на руку. «Парк Гагарина» попросил прокомментировать ситуацию руководителя управления Роскомнадзора по Самарской области Светлану Жданову. «Статья 25 Закона «О СМИ» гласит о том, что воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов – не допускается. Газета «Навигатор» распространяется на законном основании. Вопрос, кто виноват и степень виновности определяет суд. Ведь если «Навигатор» распространил информацию, которая наносит вред деловой репутации УК «Серебряная молния», то в суде это будет доказано. Но это ни коим образом не дает право воспрепятствовать распространению издания. И если «Навигатор» планирует вновь поставлять газету в эти дома, то им так же следует обращаться в суд с иском о препятствовании распространению.

АВГУСТ, 29
Максим Данилов
Парадоксальной оказалась реакция на запрос в прокуратуру депутата регионального Заксобрания Дмитрия Ионина после публикации в информагентстве Е1.RU о незаконной эвакуации автомобилей, по правилам припаркованных в центре Екатеринбурга во время Всероссийской выставки «Иннопром». После месяца проверки и.о. областного прокурора Владимир Маленьких ответил, что нарушений закона не обнаружено, зато начальник отделения пропаганды ГИБДД Екатеринбурга Максим Данилов, «допустивший некорректное высказывание» в комментариях прессе, «понижен в должности до инспектора». А ведь Данилов тогда честно ответил журналистам: «Машины эвакуировать будут не на штрафстоянки, а просто на соседние улицы. Причем убирать будут только те машины, которые стоят по ходу движения кортежей официальных делегаций. Нужно просто парковаться так, чтобы машины максимально не мешали движению». И за это офицера разжаловали до обычного инспектора и отправили патрулировать улицы?! Журналистов, естественно, возмутил такой поворот. Как и отказ прокуратуры и ГИБДД от очевидного факта, что эвакуация машин имела место и являлась незаконной. О ней сообщали читатели, о ней писали горожане в соцсетях и, наконец, о том, зачем и как эвакуируют правильно припаркованные машины, откровенно рассказывал тот самый Данилов... Аудиозапись разговора в редакции сохранилась (и в ГИБДД об этом знают) – не будь ее, возможно, крайними, как это часто бывает после общения с представителями власти, стали бы СМИ, которые сообщили «непроверенную» информацию. «Жаль, что человека по сути разжаловали за то, что сказал. Получается, правильная тактика – молчать. А машины убирать – это позор. Есть правила парковки, и они одни, вне зависимости от того, какая шишка и где едет, – прокомментировал в Фейсбуке решение прокуратуры общественник Дмитрий Трынов.

АВГУСТ, 29
Александр Афонин
Ульяновский губернатор Сергей Морозов на субботнике, проходившем в рамках акции «Зеленая Россия» на площади 30-летия Победы, вырвал видеокамеру у журналиста, пригрозив привлечь его к ответственности. Журналист газеты «Левый марш» Александр Афонин вел съемку мероприятия. Реакция первого лица региона оказалась агрессивной. По словам Афонина, Морозов сказал ему, что находится на акции как частное лицо. «Я вас просто возьму и привлеку к ответственности за то, что это частная жизнь человека. Читайте законы, молодой человек», - сказал губернатор и одновременно с этим, по словам Афонина, вырвал у него из рук видеокамеру. Репортер рассказал, что не ожидал такого поведения от губернатора. «Я думал, губернатор улыбнется и пройдет дальше. Но он выхватил у меня из рук камеру», - рассказал Афонин. По словам журналиста, Морозов попытался стереть запись. Это у него не получилось. В итоге Морозов все же вернул ему камеру. После этого к корреспонденту подошел помощник главы региона. «Он начал высказывать претензии, пугать полицией и нарушением закона. Но никакого закона я не нарушил», - сообщил журналист.

АВГУСТ, 31
Газета «Ведомости»
«Ведомости» прекращают выпуск региональных изданий с 1 сентября, сообщил агентству Rambler источник, близкий к руководству газетой, и подтвердил издатель «Ведомостей» Михаил Дубик. «С первого сентября останется только одно региональное издание, «Северо-Запад», выпуски всех остальных будут приостановлены», - сообщил источник, знакомый с ситуацией на рынке, агентству Rambler. «С 1 сентября мы приостанавливаем выпуск региональных полос «Юг России», «Среднее Поволжье» и «Западная Сибирь», - подтвердил Дубик. – «Ведомости» по-прежнему будут печататься и распространяться в этих регионах, в частности в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Казани, Оренбурге, Пензе, Самаре, Саратове, Ульяновске, Барнауле, Горно-Алтайске, Красноярске, Кемерове, Новосибирске, Омске и Томске». По его словам, новости этих регионов издание будет освещать силами московской редакции. В последнее время «Ведомости» публиковали в федеральном издании некоторые тексты «Юга России», «Среднего Поволжья» и «Западной Сибири». Темам этих регионов отводилось место на последних полосах газеты в виде региональных рубрик, публикуемых по мере появления новостных материалов из каждого региона.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни