Результаты мониторинга
9 Июня 2015 года

Результаты мониторинга ФЗГ – май 2015

Случаи гибели журналистов – 1 (Людмила Маценко, ответственный секретарь и журналист газеты «Черногорск», Хакасия).

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 10 (Денис Базанков, тележурналист канала «ТНТ-Онего», Петрозаводск; съемочная группа РЕН ТВ, Москва; Филипп Киреев, журналист «Открытой России», Москва; Александр Ермаков, корреспондент информационного агентства «Фонтанка.Ру», Санкт-Петербург; Александр Кондратьев, фотокорреспондент газеты «Вперед», Ростовская область; Евгений Борисов, руководитель информационного агентства «Запад 24», Краснодарский край; Михаил Зубков, главный редактор газеты «Пушкинский вестник», Московская область; Андрей Данилов, корреспондент информационного агентства U74.ru, Свердловская область; съемочная группа ИА U74.ru, Свердловская область; Дарья Костромина, журналистка Граней.Ру, Москва).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 2 (СМИ Тольятти, Самарская область; газета «Покров смотрит в будущее», Владимирская область)

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 1 (Рашит Ахметов, главный редактор газеты «Звезда Поволжья», Казань).

Увольнение редактора, журналиста – 2 (Алексей Никулин, редактор газеты «Барабинский вестник», Новосибирская область; Сергей Забелин, главный редактор газеты «Забайкальский рабочий», Чита).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 15 (Николай Соснов, редактор сайта Netreforme.org, Владивосток; съемочная группа РЕН ТВ, Москва; Филипп Киреев, журналист «Открытой России», Андрей Новичков, корреспондент Грани.Ру, оба – Москва; Анастасия Рингис, корреспондент «Украинской правды», Москва; Илья Варламов, независимый журналист, Москва; Максим Едрышов, ведущий радиостанции «Эхо Москвы в Екатеринбурге», Екатеринбург; Алексей Русских, Екатерина Лысенко, оба - корреспонденты издания «За права человека», Симферополь; Руслан Новиков, независимый журналист, Москва; Юлия Крючкова и Виталий Зятковский, журналисты украинского телеканала «Интер», в Крыму; Тимур Олевский, корреспондент телеканала «Дождь», Виталий Коваленко и Даниил Русаков, журналисты съемочной группы украинского телеканала «Интер», режиссер-документалист из Франции Александра Сологуб, все – в Самарской области; Стеван Дойчинович, сербский журналист Центра по исследованию организованной преступности и коррупции в странах Восточной Европы и Центральной Азии – в аэропорту «Шереметьево», Москва; Виталий Косенко, журналист издания «Дорожный контроль», Республика Крым).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 32 на сумму 17 397 33 рубля 80 копеек.Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 17, удовлетворено – 7, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 592 200 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 38

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 5 (Александр Ермаков, корреспондент информационного агентства «Фонтанка.Ру», Санкт-Петербург; Евгений Борисов, руководитель информационного агентства «Запад 24», Краснодарский край; Михаил Зубков, главный редактор газеты «Пушкинский вестник», Московская область; Наталья Руденко, журналист издания «Суть», Саратовская область; Мустафа Найем, журналист «Украинской правды»).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – ().

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Покров смотрит в будущее», Владимирская область)

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 4 (сайт Russia Today, Москва; сайт петербургского отделения партии «РПР-ПарНаС», Санкт-Петербург; сайт Putin-itogi.ru, Москва; интернет-газета Каспаров.Ру, Москва).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (видеокамера съемочной группы РЕН ТВ, Москва).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 26

МАЙ, 1
Людмила Маценко
В Черногорске (Хакасия) в 200 метрах от городской полиции убили ответственного секретаря и журналиста газеты «Черногорск» Людмилу Маценко. Женщина скончалась в автомобиле скорой помощи по пути в больницу. На Людмилу Маценко в начале одиннадцатого часа вечера с ножом напал неизвестный. Сотрудники силовых структур устанавливают круг лиц, причастных к совершению преступления. Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 105 УК РФ («Убийство»). По материалам следствия, вечером вместе с коллегой она отдыхала в одном из кафе Черногорска по случаю празднования юбилея с момента образования АУ «Черногорск-Информ», после чего одна направилась пешком в сторону дома. Следствием рассматриваются несколько версий убийства. В частности, отрабатываются версии о том, что преступление могло быть совершено на почве личных неприязненных отношений, либо в ходе разбойного нападения. По данным ИА «Хакасия», улица, по которой представительница прессы шла домой, освещена. Свидетели видели молодого человека, убегающего с места преступления. Со слов коллег убитой журналистки, она пользовалась огромным авторитетом среди творческой интеллигенции республики.

МАЙ, 1
Николай Соснов
Во Владивостоке на автобусной остановке полиция задержала редактора сайта Netreforme.org Николая Соснова. Он направлялся на первомайский митинг левых сил, намереваясь выступить и сообщить новую информацию о ситуации с закрытием школы и нарушением прав детей в поселке Преображение Приморского края. Николай Соснов рассказал: «Около 13 часов на остановке «Покровский парк» меня остановили два сотрудника полиции в форме. По недоброй местной традиции они не представились и не предъявили служебных удостоверений. Заявив, что подозревают меня в хищении ноутбука и мобильного телефона из магазина, они без понятых и составления протокола произвели личный досмотр и изъяли у меня мобильный телефон и паспорт. Мои требования обеспечить законность процедуры досмотра путем привлечения понятых и составления протокола были проигнорированы». По словам Соснова, после обыска подъехала полицейская машина, куда его посадили и доставили в Ленинский отдел полиции. Через некоторое время Соснова отвели в кабинет, где в течении нескольких часов с ним «общались» трое не представившихся и не предъявивших удостоверений оперативных работников. «Мне было сообщено, что некий гражданин Иванов А. Б. написал заявление о том, что был избит и ограблен лицом, чьи приметы полностью совпадают с моими», - сообщил Николай Соснов. «Примечательно, что в отличие от патрульных, искавших магазинного вора, оперативники расследовали дело о грабеже, Иванов заявил, что с него сняли золотые украшения и отняли деньги. Таким образом, задержали меня по одному делу, а допрашивали по другому. Никаких документов, удостоверяющих реальное существование такого заявления, мне предъявлено не было», - добавил задержанный. Позднее Соснову сообщили, что якобы показали его фото Иванову, но тот его не опознал как грабителя. После этого задержанному вернули телефон и паспорт и выпустили из отдела полиции.

МАЙ, 4
Газета «Курьер. Среда. Бердск»
В Бердске (Новосибирская область) офис редакции газеты «Курьер. Среда. Бердск», расположенный в доме №24 по ул. К. Маркса в Бердске, вандалы исписали оскорбительными надписями. «Художества» обнаружили сотрудники редакции. У входа неизвестные черной краской написали «Агент США» и «5-я колонна». Судя по всему, надписи эти были сделаны в выходные - 2-4 мая, предположительно, в темное время суток. Главный редактор газеты «Курьер. Среда. Бердск» Галина Коморникова предполагает, что сделано это с подачи местной власти: «Мы работаем как работаем - освещаем все, что происходит. Да, мы критикуем какие-то шаги администрации. Но это не повод искать врагов в лице газеты. К тем, кто критикует, наоборот - должны прислушиваться, делать выводы. Мне сложно понять, почему с подачи местной власти пытаются найти врагов народа, «пятую колонну». При этом нас пытаются обозвать «пятой колонной» из-за связи с фондом «Новая Евразия».

МАЙ, 5
СМИ Усолье – Сибирского
В Усолье – Сибирском (Иркутская область) на заседании городской Думы на суд депутатов было предложено изменение в порядке аккредитации журналистов. Сам порядок аккредитации практически не изменился, но вот работать представителей СМИ чиновники намереваются заставить по-другому. Одним из основных изменений в положение о порядке аккредитации стало требование взятые у мэра города или депутатов интервью перед опубликованием согласовывать. Во время заседания председатель Думы Любовь Лис поинтересовалась мнением самих журналистов по этому вопросу. Естественно, представители СМИ негативно отозвались о подобной поправке, посчитав это обыкновенной цензурой. Впрочем, местные чиновники пошли еще дальше. В пункте 5.2 черным по белому прописаны строки: «…посещать мероприятия городской Думы в одежде, соответствующей официальному характеру мероприятий». Иначе грозит, как минимум, быть изгнанным с очередного заседания Думы, а как максимум - лишение аккредитации.

МАЙ, 5
Алексей Никулин
Депутат Госдумы Вера Ганзя, представляющая Новосибирскую область, заявила о факте давления на районное СМИ. Парламентарий предлагает губернатору провести служебное расследование. По ее словам, которые депутат опубликовала на своей странице в facebook, в Барабинске недавно уволили редактора районной газеты. Причем, сначала с ним был продлен контракт на два месяца, а через три дня его расторгли без объяснения причин. Речь идет о редакторе газеты «Барабинский вестник» Алексее Никулине. По информации народной избранницы, главред устраивал работодателя, правительство НСО, но не нравился первому заместителю председателя областного заксобрания единороссу Сергею Титкову. Избранный от Барабинского и Здвинского районов депутат, по версии Веры Ганзя, потребовал от заместителя губернатора Александра Титкова уволить главреда. Таким образом, считает она, Сергей Титков «зачищает информационное поле». С предложением провести служебное расследование Ганзя, по ее словам, обратилась к губернатору Владимиру Городецкому.

МАЙ, 5
«Газета на Дом»
Елена Голубь
Сергей Бурындин

В Дальневосточном Еврейской автономной области суд рассмотрел апелляционную жалобу мэра Биробиджана Андрея Пархоменко на решение Биробиджанского районного суда по его иску о защите чести и достоинства к «Газете на Дом» и журналистам Елене Голубь и Сергею Бурындину. Материальный ущерб, заявленный господином Пархоменко - один миллион рублей и восемьдесят копеек. Адвокаты истца в суде первой инстанции пытались доказать, что в публикации «Они продали нашу «Родину» имеют место изречения, которые оскорбляют честь, достоинство и деловую репутацию кристально честного мэра. Суд с ними не согласился и принял решение в нашу пользу. То есть, миллиона мэр не получил. Чтобы отстоять свою точку зрения, господин Пархоменко заказал лингвистическую экспертизу статьи. Делали её в Хабаровске. Наконец, результаты экспертизы поступили в суд, а также в «Газету на Дом». Это большой, объемный труд из девятнадцати печатных страниц. Суд постановил оставить в силе решение Биробиджанского районного суда, отказавшего в иске.

МАЙ, 5
ИА «Телеграф»
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга начал рассмотрение гражданского дела обвиняемого в педофилии священника Глеба Грозовского к петербургскому информационному агентству «Телеграф». Глеб Грозовский требует опровергнуть высказывания Елены Федотовой, матери ребенка, якобы подвергшегося насильственным действиям со стороны священника. «Мы выступаем по этому делу соответчиком вместе с Федотовой. Грозовский просит опровергнуть сделанные Федотовой заявления, что священник знал о начале уголовного расследования в отношении него и скрылся в Израиле от следствия, а не уехал в паломническую поездку», – цитирует издание главного редактора «Телеграфа» Сергея Ковальченко. В ходе судебных слушаний свидетели истца сообщили суду, что поездка Грозовского в Израиль была запланирована; свидетели защиты, напротив, заявили, что она стала неожиданностью, в том числе для прихожан. Как рассказал Ковальченко, юристы издания подали официальный запрос в Санкт-Петербургскую епархию, чтобы выяснить чем, согласно уставу организации, отличается поездка от командировки. Напомним, 6 ноября суд Приморского района удовлетворил ходатайство Следственного комитета Петербурга о заочном аресте священника Глеба Грозовского, являющегося духовником футбольного клуба «Зенит». Уголовное дело против него было возбуждено 20 сентября по части 4 статьи 134 УК РФ («Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенные в отношении двух или более лиц») – см. монитор за февраль 2015 года.

МАЙ, 6
СМИ Карелии
Пресс-служба МВД Карелии регулярно рассылает по редакциям информацию о всевозможных происшествиях, в том числе и о пропавших людях, рассчитывая на то, что читатели помогут разыскать их. Редакции, как правило, такую информацию публикуют, понимая её социальную значимость, да и читательский интерес к ней высок. Но время от времени из-за подобных публикаций возникают конфликты, когда родственники начинают предъявлять претензии редакциям СМИ за разглашённые подробности частной жизни пропавших. Например, не так давно родственники потребовали наказать журналистов, за то, что те, пересказав сводку о пропавшей женщине, снабдили статью её фотографией из социальных сетей, где разыскиваемая женщина сфотографирована в ночной сорочке. В другом случае мать обвинила редакцию за покушение на частную жизнь её разыскиваемого сына, потому что журналисты сообщили о татуировке на его теле. И таких примеров достаточно. К счастью для редакций, родственники не обращаются за зашитой своих интересов в суд, но жалобы на редакции в МВД Карелии поступают и с ними приходится разбираться. Начальник пресс-службы МВД республики, обобщив практику подобных жалоб, обратился с письмом в Союз журналистов Карелии, чтобы там рассмотрели вопрос, выработав позицию журналистского сообщества на сей счёт. Карельская региональная коллегия Большого жюри Союза журналистов России подтвердила факт нарушения журналистской этики, поскольку сотрудники редакций бесцеремонно вторгались в частную жизнь граждан, ради сенсационности придумывая невероятные заголовки к трагическим по сути информациям, к тому же иллюстрируя их, не думая о возможности моральных страданий родственников. В решении указано, что нарушается Кодекс профессиональной этики российского журналиста, когда используются фривольные фотографии из социальных сетей без разрешения их владельцев или родственников. Но поскольку персонально адресовать эти претензии из членов СЖ России было не к кому, то решили, что саму тему в принципе замалчивать нельзя и следует проинформировать все редакции о состоявшемся обсуждении и решении региональной коллегии Большого жюри СЖР. Кроме того, пресс-службе МВД Карелии предложено выработать вместе с Союзом журналистов республики правила подачи подобной информации в СМИ.

МАЙ, 6
Телекомпания «Альфа-канал»
В Арбитражном суде Амурской области прошло предварительное заседание по иску компании «Спецдорстрой» к телекомпании «Альфа-канал». Фирма считает, что материал – специальный репортаж, который вышел в эфире «Альфа-канала», порочит деловую репутацию юридического лица. Специальный репортаж был опубликован в марте. В нём рассказывалось об истории разорения предприятия из Свободного. «ПМК-111» в 90-е годы считалось одним из крупных. Оно занималось строительством дорог, в том числе федеральной трассы. Вокруг акционерного общества сплели хитрую схему. В результате предприятие ликвидировали. Имущество и недвижимость продали через сеть юридических лиц. Мошенничество частично было раскрыто. Следователи возбудили семь уголовных дел. Затем их объединили в одно производство. Но материалы дела до суда не дошли, так как главный подозреваемый – бывший акционер «ПМК-111» Сергей Раткевич – находится в международном розыске. Компания «Спецдорстрой» была упомянута в репортаже. В своём иске её представители требуют дать опровержение недостоверной, по их мнению, информации. А также выплатить компенсацию репутационного вреда в размере 1 миллион рублей. Как пояснила в суде представитель истца, сумма сложилась исходя из того, что материал был показан в телеэфире и размещён на сайте ИА «Амур.инфо». По словам истцов, репортаж посмотрело много людей, а под новостью на сайте было оставлено больше 30 комментариев. Показывать свои лица широкой аудитории представители «Спецдорстроя» отказались. «Истец считает порочащим его деловую репутацию две фразы из всего содержания распространённого материала. Мы считаем данные требования необоснованными, размер заявленной компенсации материального репутационного вреда несоразмерным и неразумным», – заявила юрист телекомпании «Альфа-канал» Евгения Сидоренко.

МАЙ, 6
Газета «Эхо недели»
В Арбитражном суде Курской области прошло очередное заседание по иску предпринимателя Клавдии Толстых о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ответчиками по иску стали жительница Железногорска Нина Курносикова и ЗАО «Голос Железногорска», выпускающее газету «Эхо недели». В феврале этого года газета «Эхо недели» опубликовала материал «Ядовитая мебель навредила семье». В нем рассказывалось о том, что Нина Курносикова купила в магазине ИП Толстых мебель, в которой экспертиза обнаружила источник повышенного гамма-излучения. Женщина считает, что с этим излучением связано плохое самочувствие ее самой, ее дочери и даже смерть ее мужа. Некоторое время назад семья обратилась в мировой суд, и с Клавдии Толстых было взыскано 60 тыс. рублей компенсации. Материал в газете был опубликован уже после вступления в силу решения суда, однако Клавдия Толстых посчитала недостоверными и порочащими сведения, распространенные в публикации. Она требует удалить с сайта издания спорный материал, опубликовать в газете и на сайте опровержение и взыскать с ответчиков в совокупности 500 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда. Рассмотрение дела отложено до июня 2015 года.

МАЙ, 6
Денис Базанков
В одном из кафе Петрозаводска проходил концерт, на который пришёл тележурналист канала «ТНТ-Онего» Денис Базанков, чтобы послушать своего товарища. Вдвоем с приятелем они после концерта пошли домой. Однако добрались не сразу, а только после оказания им первичной медицинской помощи. На них напали неизвестные, случилась драка, из которой оказавшиеся в меньшинстве музыкант с журналистом вышли хотя и не побежденными, по поврежденными. Первому сломали челюсть, а второму подбили глаз и вывихнули руку. Так что теперь Д. Базанков какое-то время не сможет вести свои авторские передачи. Сразу после произошедшего коллеги журналиста начали искать «политический след» в произошедшей драке. Дело в том, что тележурналист систематически и жёстко разоблачает Петрозаводскую администрацию, потому прозвучала версия, что, может быть, по этой причине всё случилось? Однако сам Денис Базанков такое предположение опроверг, сообщив, что произошла обычная бытовая драка, и что он своей вины в этой истории с себя тоже не снимает, так как не сумел погасить уличную перепалку, которая переросла в драку.

МАЙ, 7
Съемочная группа РЕН ТВ
В Москве сотрудники полиции освободили из плена съемочную группу РЕН ТВ, на которую напали охранники Московского зоопарка. При этом полицейские отказались задерживать всех секьюрити, которые избивали журналистов и сломали телекамеру. Нападение на съемочную группу произошло, когда журналисты готовили сюжет о соблюдении в зоосаде техники безопасности. На кадрах, снятых оператором телеканала видно, что в зоопарке идет ремонт, но многие участки работ никак не огорожены, повсюду валяются ничем не закрепленные плиты, строительный мусор, на дорожках - ямы. Когда журналисты производили съемку, к ним подошел мужчина, который, никак не представившись, заявил, что снимать запрещено и напал на оператора. Аргумент о том, что разрешение на съемку в общественном месте, тем более на территории государственного учреждения журналисту дает закон о СМИ, не подействовали. Все попытки узнать должность и ФИО нападавшего не увенчались успехом. Охранник проигнорировал и вопросы о том, почему ремонтируемые участки не огорожены. Журналисты решили продолжить съемку, фиксируя на видео все новые и новые нарушения, однако закончить работу над сюжетом так и не удалось. В какой-то момент корреспондента и оператора окружили порядка 10 мужчин. Они напали на оператора, несколько раз толкнули и ударили корреспондента. Оказавшиеся в заложниках журналисты только спустя полчаса поняли, что наряд полиции, который якобы вызвали секьюрити, не приедет. Охранники попросту сымитировали звонок на 02. Полицейские приехали лишь после того как сами журналисты позвонили на 02. Просьбу задержать всех, кто избивал корреспондента, полицейские проигнорировали. Корреспонденты РЕН ТВ отправились в полицию одни, чтобы написать заявление о незаконном задержании, побоях и умышленной порче имущества. Редакция убеждена, что в произошедшем явно усматриваются действия, предусмотренные статьями УК РФ: 127 («Незаконное лишение свободы»), 144 («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»), 116 («Побои»), 167 («Умышленное уничтожение или повреждение имущества»).

МАЙ, 7
«Ежедневный журнал»
Мосгорсуд отклонил апелляцию «Ежедневного журнала» на действия Роскомнадзора (РКН) и Генеральной прокуратуры. Указанными ведомствами в марте 2014 года был заблокирован сайт издания. Теперь руководство журнала намерено подать жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Об этом сообщил Центр защиты прав СМИ. Светлана Кузеванова, юрист Центра, представляла интересы издания в суде. «Ежедневный журнал» (ЕЖ) вместе с изданиями «Грани.ру» и «Каспаров.ру» стали первыми СМИ, заблокированными в результате принятия «поправок Лугового», которые вступили в силу 1 февраля 2014 года (см. монитор за март 2014 года). Новый закон, инициированный депутатом от фракции ЛДПР Андреем Луговым, позволяет Роскомнадзору по требованию Генпрокуратуры РФ производить немедленную блокировку без решения суда сайтов, распространяющих призывы к массовым беспорядкам и с другой экстремистской информацией. Для того, чтобы разблокировать ресурс, владелец сайта должен обратиться в Роскомнадзор – без его разрешения доступ к сайту не будет возобновлен, даже если с него уже удалили все неугодные ведомству материалы. «На протяжении всего разбирательства в первой инстанции не было представлено ни одного материала, который обсуждался бы с точки зрения наличия в нем информации экстремистского характера. Никто не обсуждал правовые аспекты противоправного контента, мы лишь обсуждали законность процедуры блокировки, потому что контролирующие органы не давали нам никаких статей. Генпрокуратура заявила, что они все указали в своих требованиях о блокировке ресурсов», – приводит Центр защиты прав СМИ слова адвоката Светланы Кузевановой. Адвокат издания сообщила, что в данный момент ЕЖ готовит обращение в Европейский суд по правам человека, поскольку надеется хотя бы там найти справедливость. «В глубине души мы верили, что возможно справедливое решение, но, кончено, мы понимали, что в национальных судах у нас нет шансов обжаловать блокировку, – цитируются слова Кузевановой на сайте Центра. – Сейчас мы готовим жалобы в ЕСПЧ, где видим перспективы. Потому что с точки зрения международных стандартов, блокировка целого ресурса без достаточных на то оснований – это серьезное нарушение. А в нашем случае никто никаких оснований не представил».

МАЙ, 8
Виктория Макаренко
Утром на квартиру к собкору «Новой газеты» по Ростовской области Виктории Макаренко, проживающей в Таганроге, пришел участковый полицейский и потребовал, чтобы журналистка расписалась в предупреждении о недопущении экстремистской деятельности. По словам участкового, распоряжение взять такую расписку он получил от замначальника уголовного розыска отдела полиции №1 по Таганрогу Валерия Гутенюка. «Полицейский заявил мне, что он обходит людей по списку, который ему дали в уголовном розыске. Людей, которые есть в этом списке, таким образом, предостерегают от организации и участия в несанкционированных акциях 9 мая и предупреждают о возможной ответственности по статье 282 УК РФ. При этом в угрозыске прекрасно знали, что я журналист и, разумеется, бываю на всех санкционированных или же несанкционированных публичных мероприятиях по долгу службы. Я, естественно, писать такую расписку отказалась и тут же поставила в известность редакцию «Новой газеты», – рассказала Виктория Макаренко.

МАЙ, 9
Илья Варламов
Известный фотограф и блоггер Илья Варламов был задержан сотрудниками ФСО в Москве. Об этом сам Варламов написал в своем ЖЖ. Рано утром фотограф приехал снимать старт боевой техники на Ходынском поле. Когда колонна двинулась к Красной площади, Варламов сел в кабину бронемашины «Тайфун», чтобы вести съемку через стекло. На Тверской улице он вышел, чтобы фотографировать технику. За полчаса до парада, когда фотограф, сидя на скамейке, скидывал снимки на ноутбук, к нему подошли десять человек в штатском и представились сотрудниками ФСО. «Я объясняю, что к чему, они немного успокаиваются и звонят начальству. Начальство то ли недоступно, то ли не может сразу ответить, есть ли у меня разрешение. И люди в серых костюмах решают от греха подальше меня увести», – рассказал Варламов в своем блоге. В итоге обратно в «Тайфун» Варламова не пустили, и парад он пропустил. Пока он фотографировал самолеты, сотрудники ФСО исчезли.

МАЙ, 11
Анастасия Рингис
В Москве в разных местах прошли акции в поддержку украинской летчицы Надежды Савченко, на одной из них правоохранители задержали корреспондента «Украинской правды» Анастасию Рингис. «Составляли протокол, несмотря на то, что у меня было журналистское удостоверение и все знали, что я не участник акции, а освещаю ее... Предупредили, что если буду и дальше освещать какие-то акции в России, должна придерживаться правил», - приводит слова журналистки Радио Свобода. Позднее полиция отпустила украинскую журналистку Анастасию Рингис.

МАЙ, 11
Филипп Киреев
Андрей Новичков
Радиостанция «Говорит Москва»
В Москве на Лубянке, где прошла акция в поддержку украинской летчицы Надежды Савченко, задержали трех журналистов, одного из них избили. В частности, вместе с участниками акции были задержаны три журналиста, освещавшие мероприятие. Среди них Филипп Киреев из «Открытой России», Андрей Новичков из Грани.ру и не названный корреспондент радиостанции «Говорит Москва». Как сообщают СМИ, по некоторым данным, Филипп Киреев был избит при задержании. Задержанные были доставлены в отделение полиции. Позднее все задержанные журналисты были отпущены. «Нас выпустили из ОВД Тверской. Все видео с камеры стерли», - написал в своем твиттере Андрей Новичков.

МАЙ, 12
Владимир Кирсанов
Силовики спустя 14 лет наконец вышли на след преступников, замешанных в истории с исчезновением известного курганского оппозиционного журналиста Владимира Кирсанова. По данным источника Znak.com в силовых структурах, в настоящее время на причастность к убийству Кирсанова проверяют двух местных бандитов, один из которых был задержан недавно. Все сведения о расследовании засекречены, имена подозреваемых не раскрываются. Но Znak.com стали известны некоторые подробности. В воскресенье, 17 мая, исполнится 14 лет с того момента, как пропал известный журналист, главный редактор газеты «Курганские вести» Владимир Кирсанов. Он вышел из дома утром 17 мая 2001 года, но не доехал до редакции. С тех пор его никто не видел. 21 мая 2001 года по этому факту прокуратура Кургана возбудила уголовное дело по статье 105 УК РФ («Убийство»). Из письма бывшего прокурора области Николая Власова, опубликованного на сайте памяти Владимира Кирсанова, следует, что в тот же день, 17 мая 2001 года, автомобиль журналиста, синий ВАЗ-2105, был обнаружен у редакции газеты «Курганские вести». В квартире, где проживал Кирсанов с супругой Ларисой Чертовой, в тот же день побывали неизвестные, которые похитили 2 тыс. 900 рублей и золотые украшения. По факту кражи было возбуждено уголовное дело, позднее его соединили в одно производство с делом по факту убийства Кирсанова. При осмотре гаража, куда журналист должен был зайти за автомобилем по пути на работу, и самого автомобиля позднее были найдены следы крови. А 30 мая 2001 года документы Владимира Кирсанова (паспорт, военный билет и редакционное удостоверение) были обнаружены в реке Тобол в районе Центрального универсального магазина в Кургане. Следствие рассматривало и отрабатывало разные версии убийства журналиста: начиная с того, что преступление совершили из корыстных побуждений, что в нем замешаны близкие или знакомые Владимира Кирсанова, которые пошли на похищение на почве личных неприязненных отношений, и заканчивая тем, что Кирсанов жив, но скрылся по неизвестным причинам. Версия о том, что преступление совершено в связи с профессиональной деятельностью Владимира Кирсанова, не сразу, но в конечном итоге все же стала основной, хотя родные и друзья Кирсанова говорили об этом с самого начала. Владимир Кирсанов был оппозиционным журналистом и автором острых материалов о действующей тогда власти, писал про проблемы социально-экономического развития области, а также резко критиковал теперь уже бывшего губернатора Олега Богомолова. В ходе расследования были допрошены родственники, знакомые, друзья, коллеги Кирсанова и другие люди, с которыми он мог контактировать. Более того – в связи с тем, что на выборах губернатора Курганской области в 2000 году Владимир Кирсанов выступал против действовавшего губернатора Олега Богомолова и в поддержку кандидата Николая Багрецова, были допрошены как руководители выборного штаба Богомолова, так и представители политических партий, общественных движений. Силовики также собрали и проанализировали публикации Кирсанова за весь период его работы. В том числе была изъята и изучена компьютерная дискета с текстом книги о деятельности Олега Богомолова «Просто Олег». Как рассказывали знакомые Владимира Кирсанова, журналист считал, что, опубликовав эту книгу, он нанесет сокрушительный удар по Богомолову – в книге были описаны детство, юность будущего губернатора, а также различные нелицеприятные факты его биографии. Позже Олег Богомолов признавался, что читал рукопись, которую эмоционально назвал ложью и грязью. Книгу Владимир Кирсанов так и не успел издать – он пропал. А следственные действия не дали результатов: 10 января 2002 года предварительное следствие по делу было приостановлено (см. монитор за май 2001 года, январь 2002 года). Больше никакой информации не поступало, тело Владимира Кирсанова до сих пор не найдено. И вот теперь, спустя почти 14 лет со дня исчезновения Кирсанова, появилась надежда на то, что преступление все-таки будет раскрыто. Собственный источник Znak.com сообщил, что предполагаемый убийца журналиста задержан. Официально эту информацию в пресс-службе УМВД России по Курганской области пока не комментируют. Неофициально сразу несколько собеседников Znak.com в силовых структурах подтвердили информацию: недавно был задержан человек, которого проверяют на причастность к убийству Владимира Кирсанова. Имя задержанного не раскрывают, о каких-то выводах пока говорить преждевременно, уточнили наши собеседники. Между тем источник Znak.com, знакомый с ходом расследования, рассказал, что предполагаемыми исполнителями убийства Кирсанова являются два брата – Дмитрий и Вячеслав Прямоносовы. Последний, по словам источника, был задержан ориентировочно в апреле 2015 года. А до этого он находился в международном розыске. Дмитрий Прямоносов уже отбывает наказание за совершение других преступлений. В апреле 2014 года Курганский областной суд признал его виновным в совершении 22 тяжких и особо тяжких преступлений (в том числе – 5 убийств по найму) и приговорил к 21 году лишения свободы в колонии строгого режима. В марте 2015 года стало известно, что замгенпрокурора РФ Юрий Пономарев утвердил обвинительное заключение по еще одному уголовному делу – на этот раз Прямоносова обвиняют в убийстве предпринимателя. Брат Кирсанова Эдуард после пропажи Владимира говорил, что за ним следят неизвестные, и даже составил фоторобот одного из них. Дмитрий Прямоносов входил в банду Станислава Черепахи (в январе 2014 года приговорен к 23 годам лишения свободы). Эта жестокая группировка орудовала на Урале в 90-е годы. Ее жертвами становились как конкуренты из преступного мира, так и рядовые предприниматели, отказавшиеся оплачивать «крышу», а также свидетели и случайные люди. В состав банды, по информации СМИ, входил и старший брат Дмитрия – Вячеслав Прямоносов. Друзья семьи Владимира Кирсанова подчеркнули: они уверены, что виновные в убийстве оппозиционного журналиста исполнители понесут наказание. Что касается заказчиков преступления, то вопрос остается открытым.

МАЙ, 12
Газеты «ЯРМАКС»
Игорь Огородник
В ФЗГ обратился главный редактор газеты «ЯРМАКС» Игорь Огородник. Он сообщил, что это независимое издание, пишущую о коррупции и беззаконии, «преследуют и пытаются закрыть любыми способами». Он сообщил: «Так как мы в своих публикациях опираемся на документы и факты, то власть, в лице бывшего в то время, главы Ярцевского района Смоленской области Ю. Панкова не нашла ничего лучшего, как предъявить иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете, автору статьи, а потом и к главному редактору сначала на 1 миллион, а затем на 3 миллиона рублей за то, что год назад газета опубликовала критическую статью «Можно ли доверить человеку район, если он не в силах контролировать стакан?». В ней со ссылкой на источник (протокол ГИБДД) о задержании главы района пьяным за рулём. Глава района молчал год, газета продолжала (и продолжает) критиковать власть. С ноября 2014 года, затягивая процесс и не рассматривая дело по существу, суд не дает возможности ответчикам вносить ходатайства, знакомиться с материалами дела, искажает протоколы судебных заседаний и не выдаёт их заверенные копии, не принимает мотивированные отводы суду. В последнем заседании рассмотрение дела вновь приостановлено, назначена судебно-лингвистическая экспертиза. И. Огородник сообщил также, что публикации «ЯРМАКС» сыграли свою роль: 17 февраля 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда рассмотрела апелляционное представление ярцевской прокуратуры и определила: «Расторгнуть, заключенный контракт с главой администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области - Панковым Ю.В. в связи с утратой доверия». А суд над газетой продолжается.

МАЙ, 12
СМИ Карелии
В Карелии ассоциацию «Экспертно-правовое партнерство «Союз», занимающуюся юридической поддержкой журналистов, внесли в реестр иностранных агентов. «В соответствии с федеральным законом «О некоммерческих организациях», 7 мая 2015 года в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, включена ассоциация «Экспертно-правовое партнерство «Союз», - такое сообщение появилось на сайте Министерства юстиции России. Решение о том, что НКО соответствует признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, было принято после плановой проверки документации «Союза». «Нас постигла участь Воронежского Центра защиты прав СМИ, - пояснила интернет журналу «7х7» заместитель директора ассоциации юрист Елена Пальцева. - Мы занимались исключительно вопросами журналистов и СМИ. Наша работа была просветительской - проводили обучающие семинары, выпускали брошюры, пособия для средств массовой информации Карелии. Мы также вели судебные дела журналистов и за 9 лет существования организации ни одно дело не проиграли. И теперь все это обернулось против нас. Судиться мы не собираемся, на практике других «иностранных агентов» мы понимаем, что это бесполезно. Будем ликвидировать НКО. Это обидно, потому что иностранные проекты закончились еще в декабре, сейчас была почти готова заявка на президентский грант, мы собирались перейти на российское финансирование, но не успели». Партнерство «Союз» стала первой НКО в Карелии, внесенной в список «иностранных агентов». В ближайшее время станет известна сумма штрафа для организации за то, что она не была зарегистрирована самостоятельно.

МАЙ, 12
Сайт
Russia Today
Главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян в своем Тwitter заявила о взломе сайта RT. «Наш сайт rt.russian.com взломали. Разбираемся», - объявила Симоньян. Отмечается, что по ссылке, которую дает главный редактор, RT открыть действительно невозможно. Позднее Маргарита Симоньян сообщила сообщила в твиттере, что хакеры, взломавшие сайт телеканала, пытались менять содержимое опубликованных статей.

МАЙ, 12
«Экспресс-газета»
Жалоба «Экспресс-газеты» на решение Савеловского суда о взыскании 100 тысяч рублей в пользу певицы Полины Гагариной отклонена. Поводом для иска стала публикация в «Экспресс-газете», в которой распространялись сведения о том, что артисты якобы оказывают услуги интимного характера, в том числе и певица Полина Гагарина. Савеловский суд Москвы 24 ноября 2014 года постановил взыскать в пользу Гагариной 100 тысяч рублей, а также обязал ответчика опубликовать решение суда на сайте издания (см. монитор за ноябрь 2014 года). В своей жалобе представители газеты, не явившиеся в суд, указали на то, что решение должно быть признано недействительным, поскольку в ходе рассмотрения издание сменило организационно-правовую форму - с закрытого акционерного общества на общество с ограниченной ответственностью. Также они утверждали, что суд первой инстанции должен был привлечь в качестве соответчика непосредственного автора материала. Таким образом, представители СМИ просили суд отменить первоначальное решение, однако суд отклонил их апелляционную жалобу, передает РАПСИ.

МАЙ, 12
Игорь Домников
Люблинский суд Москвы прекратил из-за истечения сроков давности дело против бывшего вице-губернатора Липецкой области Сергея Доровского, которого следствие считает заказчиком убийства на журналиста «Новой газеты» Игоря Домникова. Срок давности по делу подошел накануне, 12 мая. До этого несколько раз подряд Доровской срывал судебные заседания, не являвшись на них по причине плохого самочувствия. Таким образом, 13 мая, когда должны были вновь начаться предварительные слушания, Люблинский суд прекратил уголовное дело в отношении Доровского. В марте 2015 года Главное следственное управление следственного комитета РФ по Москве предъявило 61-летнему Доровскому обвинение в окончательной редакции - в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 33, п.«а» ч.3 ст.111 УК РФ («Подстрекательство к умышленному причинению тяжкого вреда здоровью потерпевшему в связи с осуществлением им профессиональной деятельности») – см. монитор за (см. монитор за май 2000 года, апрель 2009 года, май, октябрь, декабрь 2013 года, апрель 2014 года, март 2015 года).

МАЙ, 12
Радиостанция «Эхо Петербурга»
В Санкт-Петербурге глава городской избирательной комиссии Алексей Пучнин повесил трубку во время интервью в прямом эфире на радиостанции «Эхо Петербурга». Короткие гудки послышались как раз тогда, когда корреспондент хотел спросить о сути обращений к петербургскому омбудсмену Александру Шишлову. Алексей Пучнин согласился выйти в эфир радиостанции, чтобы рассказать о своих претензиях к Александру Шишлову. Он рассказал о своих претензиях к докладу Шишлова за 2014 год, где сказано о многочисленных нарушениях во время выборов в Петербурге 14 сентября 2014 года, сообщает «Телеграф». Однако получился разговор в форме монолога, так как вопросы себе Пучнин задать не позволил, в буквальном смысле «сбежав» из прямого эфира. «Я позволю себе не отвечать на какие-либо другие вопросы, потому что мы очень открыты», – сказал организатор выборов.

МАЙ, 12
Сайт петербургского отделения партии «РПР-ПарНаС»
Сайт Putin-itogi.ru
Сайт петербургского отделения партии «РПР-ПарНаС» подвергся DDoS-атаке. Поводом для этого послужила публикация доклада «Путин. Война», подготовленного убитым оппозиционным политиком Борисом Немцовым и доработанного его соратниками, сообщил пресс-секретарь регионального отделения партии Вадим Суходольский.

Ранее сообщалось о DDoS-атаке на сайт Putin-itogi.ru, где в 12:00 был обнародован текст доклада «Путин. Война». Об этой атаке сообщил сопредседатель партии «РПР-ПарНаС» Илья Яшин.

Согласно докладу, не менее 150 российских солдат погибли в августе 2014 года. Тогда украинская армия перешла в наступление, но была остановлена под Иловайском российскими войсками. Родственники погибших военнослужащих, как сообщается в докладе, получили по 2 млн рублей и дали подписку о неразглашении относительно обстоятельств их гибели. Около 70 российских солдат (в том числе не менее 17 десантников из Иваново), по утверждению Немцова, погибли в январе-феврале 2015 года под городом Дебальцево.

МАЙ, 13
Александр Ермаков
Кирилл Чулков
Корреспондентов информационного агентства «Фонтанка.Ру» Александра Ермакова и газеты «Невские новости» Кирилла Чулкова выдворили из Смольнинского районного суда, где шел процесс по делу гендиректора турфирмы «Эскспо-тур» Игоря Рюрикова, обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере. По данным «Фонтанки.Ру», Александр Ермаков и Кирилл Чулков пришли на освещение процесса и вошли в зал суда. Однако председательствующая судья Наталья Соболева приказала всем, кто не является участниками процесса, покинуть зал. «В ответ на вопрос корреспондентов, на каком основании закрыт процесс, судья ответила, что она так решила, и процесс будет проходить в закрытом режиме, в нарушение статьи 241 УПК («Гласность»). Журналисты попросили председательствующую все-таки сослаться на нормы закона, но она вызвала приставов. В их сопровождении репортеров вывели из зала», - рассказала «Фонтанка.Ру». После этого в коридоре к Александру Ермакову подошел сотрудник отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов Петр Лукинский и поинтересовался личностями корреспондентов. По словам корреспондентов, он стал требовать документы и спрашивать, на каком основании велась аудиозапись в зале заседания. «Пристав обращался к незнакомым ему журналистам фамильярно, на «ты» и с пугающей регулярностью грозил применить физическую силу. Присутствующие пытались его успокоить, говоря, что у него нет оснований вступать в диалог с лицами, прошедшими в Смольнинский суд, предъявившими документы и не нарушающими общественный порядок в коридоре суда. После этого к Александру Ермакову была применена физическая сила», - утверждает интернет-издание.

МАЙ, 13
Михаил Зубков
Поздним вечером в травматологическое отделение Пушкинской районной больницы (Московская область) с диагнозом сотрясение мозга и множественные ушибы поступил жестоко избитый главный редактор районной газеты «Пушкинский вестник» Михаил Зубков. Версий у данного чрезвычайного происшествия много. В редакции не исключают, что заказчиками могли быть недовольные публикациями в газете «ПВ»: тут и игорный бизнес, и нерадивые чиновники из администрации, и отголоски хищения бюджетных рублей. Возможно, произошедшее – дело рук одной из преступных ОПГ, желающих установить контроль над газетой. Кроме того, журналисты сообщили, что на днях некий гражданин, придя в редакцию, потребовал опубликовать некий компрометирующий материал на начальника Пушкинского УВД. А после того как ему было отказано, пришедший посоветовал заказать памятник для Зубкова и оповестил, что, мол, скоро у вас будет новый редактор. После нападения на М. Зубкова возбуждено уголовное дело, которое взято на специальный контроль прокуратуры. Журналисты газеты проводят параллельное расследование и разыскивают людей, обладающих какой-либо информацией. На М. Зубкова уже покушались – 30 октября 2006 года в половине десятого вечера на Московском проспекте города Пушкино на редактора было совершено нападение, когда он возвращался домой после трудового дня. Неизвестный молодой человек нанес ему удар битой по голове. А через некоторое время неизвестные сжигают автомобиль Зубкова.

МАЙ, 13
Сергей Резник
Тюремный срок журналисту Сергею Резнику сокращен на месяц. Вместо трех лет журналист проведет в местах лишения свободы два года одиннадцать месяцев. На два месяца уменьшен и срок запрета заниматься журналистской деятельностью. Ростовский областной суд сократил на один месяц срок лишения свободы для журналиста и блогера Сергея Резника. Приговор Резнику, публиковавшему как в местных газетах, так и в собственном блоге статьи о коррупции в правоохранительных органах, судах и различных структурах власти Ростовской области, был вынесен 22 января 2015 года. Журналиста признали виновным в оскорблении представителя власти и ложном доносе с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (см. монитор за июнь, август, сентябрь, ноябрь 2014 года, январь 2015 года).

МАЙ, 13-26
Стеван Дойчинович
Независимая ассоциация журналистов Сербии (NUNS) выразила протест против отказа во въезде в Россию сербскому журналисту Стевану Дойчиновичу. Его рассказ о неудавшейся поездке в РФ размещен 26 мая. Журналист, намеревавшийся посетить Воронеж, 13 мая был задержан на пограничном контроле аэропорта «Шереметьево». После 24-часового ожидания он был отправлен обратно в Сербию обычным рейсом. «Без какого-либо обоснования ему было сказано, что в Россию он не сможет въезжать до 2020 года», - отмечается в сообщении NUNS. Ассоциация назвала решение пограничных служб «скандальным» и потребовала объяснений от российской стороны. «Такие действия ставят под вопрос основные международные демократические стандарты, которые гарантируют свободу передвижения журналистам без каких-либо ограничений», - подчеркивается в сообщении организации. В российском посольстве отказались комментировать ситуацию, сообщает агентство РИА Новости. Собеседник агентства отметил, что «в настоящее время режим въезда сербских граждан на территорию России не является исключительно безвизовым, а имеет ограничения, связанные с профессиональной деятельностью». Стеван Дойчинович занимается журналистскими расследованиями в Центре по исследованию организованной преступности и коррупции в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Он планировал выступить с лекцией о расследованиях на факультете журналистики Воронежского университета.

МАЙ, 14
Андрей Туоми
Прокуратура Калевальского района (Республика Карелия) возбудила административное дело за оскорбление журналиста газеты «Северные берега». Дискуссии, возникающие в социальных сетях, довольно часто, к сожалению, приобретают оскорбительный для их участников характер, когда оппоненты с лёгкостью переходят на личности, не выбирая выражений. Примерно таким образом развивалась полемика в группе «Гражданская инициатива» в социальной чети «ВКонтакте», где между собой схлестнулись трое, в том числе и журналист районной газеты «Северные берега» Андрей Туоми. Один из собеседников, вспомнив о прошлых своих дружеских отношениях с журналистом, и что когда-то даже помогал ему трудоустроиться, сообщил, что зря тогда это сделал. А причина разочарования была в том, что А. Туоми будто бы свастику когда-то где-то нарисовал (в соцсетях об этом писалось), за что теперь был назван «фашистом» и «гнидой». Запись об этом также появилась в социальной сети. А. Туоми счёл публично высказанное в его адрес оскорбительным и не соответствующим действительности, решив защищаться в суде. Им было подготовлено исковое заявление, в котором он довольно подробно, цитируя законы и языковые словари, мотивировал требование взыскать с оскорбившего его собеседника в соцсети компенсацию морального вреда в размере 100 тысяч рублей. Материалы публичной переписки, к которой имел доступ неограниченный круг лиц, стала предметом и прокурорской проверки. В результате чего Калевальская районная прокуратура возбудила административное дело за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении. Всё идёт к тому, что человек, оскорбивший журналиста А. Туоми, будет оштрафован.

МАЙ, 14
Сергей Вилков
Кировский районный суд Саратова оштрафовал обозревателя местного информационного агентства «Общественное мнение» Сергея Вилкова, который опубликовал в интернете отсканированные страницы книги, включенной в список экстремистской литературы. Как сообщил представитель суда, С. Вилков оштрафован на 2 тыс. рублей. Сам журналист сказал, что предметом судебного разбирательства стали опубликованные им в 2012 году в одной из соцсетей сканы антисемитской книги «Жиды». «Я выложил в сетях сканы нескольких страниц этого феерического бреда, сопроводив их своими комментариями в ироничном ключе. Тогда я не знал, что эта книжка признана экстремистской», - сказал С. Вилков. Уже в текущем году глава региональной Общественной палаты Александр Ландо попросил правоохранительные органы проверить аккаунты журналиста в социальных сетях, после чего, по словам С. Вилкова, было возбуждено административное производство по статье 20.29 КоАП («Рраспространение материалов, признанных экстремистскими»). Собеседник также назвал судебное решение о штрафе «продолжением кампании давления» на него с целью помешать заниматься профессиональной деятельностью. Между тем, это уже второе за последнее время подобное судебное решение, вынесенное в отношении журналиста. Ранее сообщалось, что 20 апреля Волжский районный суд Саратова оштрафовал Вилкова на 1 тыс. рублей за публикацию на своей странице в соцсетях карикатуру с нацистской свастикой.

МАЙ, 14
Елена Милашина
Журналистке «Новой газеты» Елене Милашиной, прибывшей в командировку в Чечню и перемещающейся по региону в сопровождении правозащитников Сводной мобильной группы, посоветовали внимательнее следить за своей безопасностью. Рекомендация поступила от полицейских из Сибири, охраняющих пост у въезда в Ножай-Юртовский район республики. Силовики пояснили, что их чеченские коллеги проявляют к журналистке большое внимание. В четверг Милашина намерена повторно прибыть в аул Байтарки Ножай-Юртовского района, где живет 17-летняя Хеда (Луиза) Гойлабиева, которую хотят насильно выдать замуж за 57-летнего начальника райотдела полиции Нажуда Гучигова. У журналистки есть информация, что в этот день девушка будет дома. Накануне Милашина уже побывала в Байтарках, но Гойлабиеву дома не застала и ограничилась беседой с ее родственниками. При этом на обратном пути в дагестанский Хасавюрт за машиной Милашиной и правозащитников СМГ была установлена слежка. Несколько автомобилей посменно преследовали машину журналистки почти до самого Хасавюрта. Номера этих автомобилей Милашина сообщила в редакцию «Новой». Статьи Милашиной о запланированной женитьбе Гучигова на Гойлабиевой появились в «Новой газете» в конце апреля - начале мая. Утверждалось, что свадьба намечена на 10 мая и что ранее этот брак одобрил глава Чечни Рамзан Кадыров. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила о нарушении российских законов, напомнив, что в России запрещены как двоеженство, так и брак с несовершеннолетней. Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, со своей стороны, подчеркнул, что информацию о скандальной свадьбе должна проверять прокуратура. Пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов информацию Милашиной опроверг, заявив, что «никакой свадьбы между этой девушкой и этим человеком в Чеченской Республике не было».

МАЙ, 14
Газета «Огни Кубани»
Процесс приватизации районных и городских газет, входивших до недавнего времени в приватизированную в начале зимы 2015 года «Периодику Кубани», набирает в обороты. По мнению журналистов, работающих в этих газетах, главная цель приватизаторов - выселить редакции газет из зданий, которые, как правило, исторически располагаются в самом центре. Земля под зданиями редакций, особенно на Черноморском побережье, представляет сегодня большой коммерческий интерес. Процесс этот для СМИ заведомо невыгодный, и как оказалось, сопряжен с большими рисками. К примеру, газета «Огни Кубани» (город Кропоткин, Краснодарский край) размещалась в одном здании с типографией, которая являлась собственностью комитета по имуществу администрации Краснодарского края. Чтобы не делить здание поэтажно, было принято решение - объединить типографию с редакцией, под эгидой редакции. Процесс слияния в единое юрлицо состоялся. А вскоре к редакции газеты «Огни Кубани», ставшей правопреемницей типографии, был предъявлен иск. Как оказалось в работе типографии, правоохранительными органами еще до объединения с газетой был выявлен факт использования контрафактных компьютерных программ, было возбуждено уголовное дело по части нарушения авторских прав. Законный представитель собственника программного продукта поневоле был вынужден вчинить иск к редакции, принявшей типографию в свое лоно. Арбитражный суд Краснодарского края обязал редакцию газеты «Огни Кубани» выплатить истцу 500 000 рублей в качестве возмещения причиненного ущерба, который редакция не причиняла. Ситуация усугубляется еще и тем, что таких денег на счете скромной городской газеты не бывает даже после завершения подписной кампании. И хотя редакция намерена оспаривать это решение в вышестоящем, Пятнадцатом Арбитражном суде Ростова-на-Дону, шансов выиграть дело, по мнению юристов, у газетчиков немного. Де-юре они добровольно приняли на себя обязательства правопреемства. Де-факто получили допотопную печатную машину, которой давно уже перестали пользоваться работники типографии, и судебное решение на возмещение полмиллиона рублей.

МАЙ, 14
Интернет-журнал «Общественное мнение»
В Волжском районном суде Саратова началось рассмотрение искового заявления главы Волгоградского реготделения партии «Справедливая Россия» Олега Михеева к редакции интернет-журнала «Общественное мнение». Депутат Государственной думы Михеев требует взыскать с саратовского издания 500 тысяч рублей за публикацию, в которой сообщалось, что парламентарий предлагал ввести административную ответственность за ношение на территории Таможенного союза сандалий без носков. На заседание прибыл представитель депутата-справедливоросса Виталий Едлин и защитник ответчика Денис Руденко. Председательствует на слушаниях судья Волжского районного суда Саратова Ирина Егорова. С самого начала Виталий Едлин огласил исковые требования истца, в которых Михеев заявляет, что не был автором такой инициативы, и считает, что поскольку информация опубликована в тот момент, когда он баллотировался на пост губернатора Волгоградской области, ее негативное влияние очевидно. При этом народный избранник отмечает, что саратовские журналисты должны были удостовериться в надежности источника информации, на который они установили гиперссылку как на первоисточник - украинский интернет-портал «Свободный журнал». Далее, представитель истца представил дополнительные доказательства, распечатки интернет-публикаций об известных личностях, в которых как раз и упоминалось, что в Госдуме предложено носить сандалии без носков. Помимо этого, юрист из Москвы подчеркнул, что после выхода обсуждаемой публикации над парламентарием Михеевым стали незаслуженно подшучивать его коллеги по депутатскому цеху. В свою очередь представитель интересов издания-ответчика Денис Руденко отметил, что все требования депутата Государственной думы являются надуманными, после чего попросил суд отказать в их удовлетворении в полном объеме. В итоге председательствующая судья Егорова посчитала необходимым привлечь в качестве третьего лица в процессе представителей управления Роскомнадзора по Саратовской области. Следующее заседание назначено на 9 июня.

МАЙ, 15
«Новая газета»
«Новая газета» выиграла суд у судьи Мосгорсуда Дмитрия Гордеюка и секретаря научно-консультативного совета при Мосгорсуде Юрия Беспалова. Издание выступало в качестве ответчика по делу клевете. Дмитрий Гордеюк и Юрий Беспалов подали в суд на «Новую газету» в 2013 году за публикацию «Ваш плагиат, Ваша честь?». В ней рассказывалось о том, что сообщество «Диссернет» обнаружило в диссертации Дмитрия Гордеюка масштабные совпадения с текстом диссертации его научного руководителя Юрия Беспалова, защищенной двумя годами ранее. 6 декабря 2013 года Басманный суд взыскал с «Новой газеты» и с автора материала 300 тысяч рублей в пользу истцов. Мосгорсуд оставил решение Басманного суда в силе. Однако Верховный суд в октябре 2014 года отменил эти решения, указав, что «судами не было установлено, соответствуют ли утверждения о плагиате действительности. Для установления данного юридически значимого обстоятельства судам следовало дать оценку текстам диссертационных исследований Беспалова Ю. Ф. и Гордеюка Д. В.». В Верховном суде также согласились, что «значительная часть оспоренных истцами сведений представляет собой оценочные суждения автора публикации, его выводы и предположения, добросовестные комментарии, которые не являются предметом судебной защиты» (см. монитор за ноябрь, декабрь, 2013 года, октябрь 2014 года). Поэтому Мособлсуд распределил дело в Мытищинский городской суд, который, исследовав тексты диссертаций и представленные «Новой газетой» автороведческое и лингвистическое заключения, иск судей отклонил.

МАЙ, 15
Газета «Вперед»
Александр Кондратьев
В Батайске (Ростовская область) журналисты подверглись атаке сотрудников компании «Росгосстрах». Представители прессыотправились на очередное задание. В редакцию обратились горожане, возмущенные работой сотрудников компании «Росгосстрах». Батайчане рассказали журналистам, что агенты навязывают клиентам дополнительные услуги по страхованию, в противном случае отказываются заключать с ними договор ОСАГО. Вооружившись поддержкой прессы, батайчане отправились в офис компании «Росгосстрах» . Сотрудники объявили о техническом перерыве и закрылись на ключ. Но горожане решили не сдаваться и вместе с корреспондентами отправились в прокуратуру. В коллективной жалобе они сообщили правоохранителям о произволе сотрудников известной страховой компании. После того, как заявление было принято, компания вновь отправилась в офис, чтобы узнать фамилии и должности сотрудников. Дверь оказалась открыта. В надежде выяснить телефон или уточнить график работы офиса, журналисты заглядывали в кабинете, но сотрудники отвечали что-то невнятное. На просьбу представиться «по форме» реакции не последовало, а когда фотокорреспондент газеты «Вперед» Александр Кондратьев стал снимать номера телефонов, висящие на двери кабинета, одна из сотрудниц набросилась на него и попыталась вырвать камеру. Свое «выступление» сотрудница «Росгосстраха» завершила громким заявлением, мол, это она была избита журналистами, и вызовом охраны. Газетчики тоже не растерялись и вызвали полицию. Кто прав, кто виноват, теперь будут разбираться правоохранители. А между тем, журналисты готовы предоставить в соответствующие органы видеозапись с места событий.

МАЙ, 15
«Открытая газета»
Способы и методы обуздать независимую прессу у власти – самые разнообразные. Сейчас, во времена экономического кризиса, особенно в чести экономические. На Ставрополье журналисты краевой «Открытой газеты» отправили запрос в Центр правовой поддержки журналистов ОНФ с просьбой дать оценку действиям региональной власти, касающимся и бюджета, и взаимодействия со СМИ. Накануне Дня Победы правительством Ставропольского края был организован творческий конкурс для СМИ - конкурс редакционных проектов о Победе. В пакет документов для оформления заявки на конкурс предлагалось заполнить и бланк контракта. И вот какой хитрый пункт там был: редакция должна предоставить организаторам (т.е. правительству края) «договоры с распространителями и т.п.». Если газета в основном распространяется по подписке, как например, «Открытая», то она должна представить договоры о своих корпоративных подписчиках. Не является ли это требование нарушением закона о коммерческой тайне, и как такое требование соотносится с самой сутью творческого конкурса, – интересуется газета. И для тревоги у нее есть серьезные основания. И ранее редакция «Открытой» неоднократно пыталась получить какие-то средства из краевого бюджета и предоставляла аналогичные запрашиваемые сведения организаторам конкурсов. Никаких грантов она не выигрывала, зато ставила под удар своих корпоративных подписчиков. Власть получала в свои руки конкретный рычаг давления на непокорное издание – по сути, единственное, борющееся в крае с коррупцией. На руководителей организаций оказывалось давление, и они отказывались от дальнейшей подписки. Тираж резко падал, редакция теряла доход. По крайне мере, дважды под удар ставилось само существование газеты. Как говорится, на своей шкуре она убедилась, что подавать заявки на какое-то участие в региональных творческих конкурсах экономически опасно. Центр правовой поддержки журналистов ОНФ был выбран не случайно. В этом году сразу два журналиста «Открытой» - Людмила Леонтьева и Елена Суслова стали победителями конкурса «Правда и справедливость», организованного ОНФ. Первая – в номинации «ЖКХ», вторая – в номинации «Права человека».

МАЙ, 16
Все СМИ
Глава Чечни Рамзан Кадыров пригрозил журналистам, освещающим свадьбу Нажуда Гучигова и Луизы Гойлабиевой, судебными исками. «Я до сих пор думал, что свадьбой века стала церемония бракосочетания принца Уильяма и Кэтрин Миддлтон. Однако, события последних дней заставили убедиться, что торжеством тысячелетия станет свадьба Нажуда Гучигова и Луизы Гойлабиевой. По официальным данным количество СМИ, проявляющих интерес к их свадьбе, уже превысило полторы тысячи. Звонят даже из Австралии и Монако», - написал Кадыров в своем Instagram. Рамзан Кадыров сообщил, что сам посетит свадьбу и «уже мечтает танцевать с самой красивой девушкой». А вот журналистам он праздничного настроения не пожелал. Напротив, пригрозил исками.

МАЙ, 18
Евгений Белянчиков
Прокуратура Карелии возбудила административное дело в отношении главного редактора газеты «ТВР-Панорама» Евгения Белянчикова. Причиной стало заявление гражданина, посчитавшего, что редакция сайта «ТВР-life» вмешалась в личную жизнь его семьи, рассказав читателям о трагической гибели сына. Редакция пересказала обстоятельства гибели и снабдила заметку фотографией погибшего, отыскав её из социальных сетях. При этом редакция не спросила разрешения у родителей на использование фотографии их умершего сына. Прокуратура Карелии, получив заявление от оскорблённых родителей, согласилась с ними, что публикация затрагивает их интересы и редакция вмешалась в их частную жизнь, тем нарушив закон «О персональных данных». Редакция сайта, возражая, настаивала на том, что фотография была взята из социальной сети «ВКонтакте» с личной страницы погибшего, то есть она была общедоступна и размещена самим человеком при жизни. И это означает, утверждала редакция, что человек разрешил доступ к своей фотографии неограниченному кругу пользователей социальной сети. И, цитируя тот же самый закон «О персональных данных», указывала, что использовать частную информацию граждан можно, если это необходимо в профессиональной деятельности журналиста и не нарушает законных интересов владельца информации (субъекта персональных данных). Оба условия в данной ситуации и были редакций реализованы. Во-первых, требовалась иллюстрация для статьи, то есть факт профессиональной необходимости существовал, и, во-вторых, редакция, воспользовавшись фотографией, не нарушила интересов владельца, так как при жизни он не закрывал к ней доступ для посторонних. Прокуратура с такой позицией не согласилась, заявив, что раскрытие сведений о своей жизни существовало, но распространять их после смерти человека можно было только с разрешения родственников погибшего, так как они наследовали все его права. Мировой суд согласился с доводами надзорного органа, вынеся решение о виновности сайта «ТВР-life» в лице главного редактора Е. Белянчикова. Последний в апелляционном порядке оспорил решение мирового судьи в Петрозаводском горсуде. И, скорее всего, редакция сайта «ТВР-life» проиграла бы процесс, если б не благоприятные для неё формальные обстоятельства. Петрозаводский суд прекратил рассмотрение административного дела в отношении Е. Белянчикова по процессуальному основанию, поскольку к тому времени истёк срок давности привлечения редактора к административной ответственности. В результате предмет спора так и остался неразрешённым. Но в любом случае редакциям СМИ нужно быть осмотрительнее в подобных ситуациях и с осторожностью относиться к использования персональных данных из социальных сетей.

МАЙ, 18
СМИ Костромской областной
Депутаты Костромской областной Думы поддержали законопроект облпрокуратуры об изменениях в региональный Избирательный Кодекс, который ранее ограничивал права журналистов, освещающих ход выборов и референдумов в регионе. Поводом для законодательной инициативы стали итоги прокурорской проверки, проведенной по жалобе наблюдателей на выборах. Местные журналисты, которые планировали участвовать в наблюдении за ходом голосования в Костромском районе, столкнулись с тем, что члены территориальных избирательных комиссий начали требовать у них предъявления дополнительных документов, помимо редакционных удостоверений. «Федеральным законодательством установлено, что основным документом для представителей СМИ является редакционное удостоверение. Иных требований подтверждать статус представителя СМИ федеральный закон не содержит. Но законом области установлено дополнительное требование к представителям СМИ, не предусмотренное федеральным законодательством», пояснил представитель прокуратуры. Ранее в Костромской области от журналистов в дополнение к удостоверению требовали подписанную главным редактором бумагу с указанием имени, номера служебного удостоверения и номеров территориальных избирательных комиссий, в которые он направлен для освещения хода выборов. В итоге большинством голосов при одном воздержавшемся дума приняла закон о снятии ограничений для журналистов в окончательной редакции. На предстоящих 13 сентября выборах в областную думу представителям СМИ больше не придется предъявлять на входе на избирательные участки двойных удостоверений.

МАЙ, 18
Максим Едрышов
В ГУ МВД по Свердловской области прокомментировали задержание защитника прав автомобилистов и ведущего радиостанции «Эхо Москвы в Екатеринбурге» Максима Едрышова. По словам полицейских, по данному факту проводится проверка в отношении участковых. Максим Едрышов был задержан на несколько часов в ночь на понедельник 18 мая. По его словам, полицейским не понравилось то, что он сфотографировал их в центре Екатеринбурга. Кроме того, один из стражей порядка, узнав, что Едрышов ведет программу на радио «Эхо Москвы в Екатеринбурге», пообещал, что его теперь оттуда уволят. В пресс-службе ГУ МВД по Свердловской области заявили, что по данному инциденту проводится проверка. При этом в главке подчеркнули, что Едрышов имел полное право фотографировать работу полицейских. «Собранные по факту доставления в отдел полиции № 5 материалы направлены руководству УМВД России по городу Екатеринбургу для рассмотрения и принятия решения о мерах реагирования. Начальник городского управления полковник полиции Игорь Трифонов в телефонном разговоре заверил, что уже назначил служебную проверку по данному факту, в ходе которой будет дана самая принципиальная оценка действиям как сотрудников ОП № 4, доставивших Максима Едрышова в дежурную часть, так и сотрудников непосредственно ОП № 5, где он находился. О результатах проверки автоправозащитник будет проинформирован руководством городского управления внутренних дел. Впрочем, уже сейчас могу с уверенностью сказать, что участковые уполномоченные отдела полиции № 4, которые доставляли Максима Ивановича в территориальное ОВД, не имели права препятствовать фотографированию их работы. Это разрешено российским законодательством», - заявил руководитель пресс-службы ГУ МВД Валерий Горелых. В полиции обещают, что угрозы увольнением журналисту также станут предметом проверки. «Звучала ли с их стороны фраза об увольнении с «Эха Москвы», тоже будет установлено в ходе начавшейся проверки», - добавил Горелых.

МАЙ, 18
Газета «Арсеньевские вести»
Во Владивостоке завершился суд, который длился почти год. С газетой «Арсеньевские вести» судился глава администрации Шкотовского района Виктор Михайлов. Повод для судебного иска, с точки зрения главы администрации, был нешуточный: Марина Завадская, автор статьи «Это вам не Миша 2%, а Михайлов 60%» оскорбила его честь и достоинство, распространила о нем порочащие сведения, не соответствующие действительности. Факт распространения доказывал сам оскорбленный истец, просто предъявив суду номер газеты со статьей и фотографией. В исковом заявлении он указывал, что именно и какие фразы его оскорбили. А ответчики из газеты - автор и юрист «Арсеньевских вестей» - доказывали, что изложенные в статье сведения соответствуют действительности, что подтверждали и глава администрации, и его юрист. Но глава администрации и его юрист, признавая факты, о которых сообщила газета, наотрез отказывался считать их взяткой. Кроме того, истец утверждал, что он не требовал взятку. Тема статьи и детали, приведённые в ней, были серьёзны, а главное - убедительны. Речь в ней шла о земельных участках, выделенных администрацией для геологических разработок, якобы не тем, кто просил, а тем, кто находится в приятельских отношениях с главой администрации. «Такое утверждение порочит мою деловую репутацию», утверждает Михайлов. «Текст опубликованной статьи является информацией о безусловно отрицательном моем поведении, название статьи вызывает недоумение и побуждает к прочтению, а размещение текста статьи в телекоммуникационной сети интернет привлекло широкое общественное обсуждение изложенных фактов», - говорит истец. Он запросил за публикацию статьи и фотографии своей персоны 1 100 000 рублей в качестве компенсации морального вреда. Но судья Фрунзенского районного суда Владивостока Наталья Елагина в удовлетворении иска отказала, не найдя в статье ничего оскорбительного. Более того, судья сформулировала: «Суд считает, что границы допустимой критики в отношении государственного служащего, осуществляющего свои властные полномочия, могут быть шире, чем пределы критики в отношении частного лица, поскольку первый неизбежно и сознательно открывает себя для тщательного наблюдения за каждым своим словом и поступком со стороны журналистов и большей части общества, и, следовательно, он должен проявлять большую степень терпимости». Районный суд отказал Михайлову в удовлетворении его исковых требований.

МАЙ, 18
Николай Будуев
Газета «МК-Бурятия»
Гендиректор газеты «МК-Бурятия» Николай Будуев получил 11 судебных исков о защите чести и достоинства от мэра Улан-Удэ Александра Голкова. По мнению руководителя издания, это напрямую связано с упоминанием об излишествах зарплаты градоначальника в его обращении к президенту РФ Владимиру Путину на апрельском медиафоруме. «Не могу сказать, что реакция Голкова на мое общение с главой государства сильно меня удивила. После того, как в марте на заседании Городского совета я поднял вопрос о необъяснимом росте его зарплаты, неизвестные облили краской мою машину, в середине апреля была запущена процедура отзыва меня из Горсовета. А после медиафорума несколько коллег-депутатов подписали обращение с критикой в мой адрес, смысл которого сводился к тому, что зря я заговорил на такую тему с президентом. И вот теперь пришли сразу 11 исков о защите чести и достоинства, причем все они касаются четырех прошлогодних публикаций в «МК-Бурятия». По каждому иску мэр хочет получить от газеты, авторов статей и меня как руководителя издания в качестве компенсации морального вреда от 250 тыс до 500 тыс рублей», – рассказал Николай Будуев.

МАЙ, 18
СМИ Тольятти
Журналистам из Тольятти (Самарская область) не разрешили освещать ситуацию с пленением на Украине российских военных. О негласном запрете рассказали сами представители СМИ во время стихийной акции протеста у бывшего контрольно-пропускного пункта Тольяттинского военного училища, а сейчас военной базы 3-й бригады ГРУ. Как сообщил ВВС местный журналист Сергей Петров, акция началась в 10 часов утра и продолжалась не более 20 минут. Около десяти человек, подойдя к контрольно-пропускному пункту военной базы, стали выкрикивать антивоенные лозунги и попытались развернуть плакаты. Приехавшая полиция разогнала акцию протеста, однако никто из протестующих задержан не был. Ранее украинские СМИ распространили видеозапись, на которой, как утверждается, показан допрос одного из пленных. Лежащий на больничной койке молодой мужчина называет себя сержантом Александром Александровым и говорит, что служит по контракту в 3-й бригаде спецназа ГРУ в Тольятти. Своим командиром он называет Евгения Ерофеева. Представители военкомата Тольятти и министерства обороны от официальных комментариев воздержались.

МАЙ, 18
Все СМИ
Журналистов не пустсли к игрокам российской хоккейной сборной, прибывшим в аэропорт «Внуково» с чемпионата мира в Праге. Как сообщает начальник пресс-службы аэропорта, накладка произошла, потому что Федерация хоккея России не согласовала подход журналистов к игрокам команды после их прибытия во «Внуково». «Я не имею права ни разрешать, ни запрещать проезд. Есть официальное разрешение, которое оформляется и на основании которого служба безопасности пропускает или не пропускает. Я задалась вопросом о встрече сборной в воскресенье, в 10 утра. Два часа я и коллега разыскивали пресс-службу Федерации хоккея по всем знакомым. Через какое-то время со мной связалась девушка, сказала, что она ничего не знает - кто прилетает, когда прилетает. Сказала, что, когда будет информация, она мне позвонит. Больше я ее не слышала», - сказала начальник пресс-службы аэропорта. По ее словам, в ночь перед прилётом российской команды представители сборной позвонили ей и попросили оформить два пропуска для автобусов с багажом. При этом на вопрос о том, что делать с журналистами, которые уже приехали в аэропорт, ей не дали чёткого ответа. «Сказали, что прилетит пресс-служба и разберётся. Почему так повела себя Федерация хоккея, понятия не имею», - заявила начальник пресс-службы аэропорта. Пресс-атташе сборной Игорь Ларин следующим образом объяснил данную ситуацию: «Мы не в силах ничего сделать. Мы здесь не хозяева»

МАЙ, 18
Елена Милашина
На журналистку «Новой газеты» Елену Милашину, освещающую скандальную свадьбу в Чечне, подано заявление в прокуратуру. В ее действиях местные СМИ углядели нарушения 1 части 139 статьи УК РФ («Незаконное проникновение в жилище»). «Ее действия можно рассматривать как нарушение. Незваных гостей вежливо попросили покинуть дом. Создается впечатление, будто журналистка намеренно провоцирует членов семьи Гойлабиевых на конфликт», - сообщает телеканал «Грозный».

МАЙ, 18
Дмитрий Нестеров
В связи с избиением 26 апреля 2015 года в Балашихе (Московская область) Дмитрия Нестерова, присутствовавшего на выборах в качестве представителя СМИ, возбуждено уголовное дело. Напомним, что 26 апреля корреспондент газеты «Мой район» Дмитрий Нестеров и наблюдатель Станислав Поздняков задержали женщину, пытавшуюся вбросить бюллетени в урну для голосования во время выборов в Совет депутатов Балашихи. Д. Нестеров и С. Поздняков вызвали полицейских. Во время ожидания сотрудников правоохранительных органов на активистов напали неизвестные люди и избили их. Кроме того, у журналиста и наблюдателя отняли фотоаппараты и телефоны (см. монитор за апрель 2015 года).

МАЙ, 19
Алексей Русских
Екатерина Лысенко
В Симферополе сотрудниками полиции были задержаны двое журналистов российского издания «За права человека» Екатерина Лысенко и Алексей Русских, которые записывали интервью в сквере возле железнодорожного вокзала, где проходило традиционное собрание возле памятного знака жертвам депортации крымских татар. Журналистов задержали при подготовке к записи интервью с руководителем секретариата Меджлиса крымско-татарского народа Заиром Смедляевым. Журналистов доставили в отделение. Сотрудник полиции потребовал от них рассказать о причинах пребывания с видеокамерой на Бульваре Ленина. «Также выяснялись пути получения редакционных заданий, данные лиц, которые ставят рабочие задачи. Особенно интересовали сотрудников полиции причины встречи с Заиром Смедляевым, а также информация, которую планировали у него получить во время встречи», - рассказал один из задержанных, журналист Алексей Русских. Он отметил, что помимо предъявленного редакционного удостоверения, от него и журналистки Екатерины Лысенко потребовали «аккредитацию на съемку в городе», однако у кого она должна была быть получена, «полицейские» уточнить не смогли. «В полиции пояснили, что мы были не задержаны, а доставлены «на объяснение». Однако в ходе проведения «беседы» у нас хотели взять отпечатки пальцев. Мы отказались», - сказал Русских. Журналистов в полицию сфотографировали. Сотрудники полиции передали собранную информацию в УФСБ России по Крыму.

МАЙ, 19
Медиахолдинг «Ньюс медиа»
Газета «Известия»
Савеловский суд Москвы отклонил иск депутата Государственной думы России Вадима Булавинова к медиахолдингу «Ньюс медиа» и редакции газеты «Известия» о защите чести, достоинства и деловой репутации и взыскании 33 рублей в качестве компенсации морального ущерба. Об этом сообщили представители суда. Поводом для обращения заявителя в суд послужила публикация в газете «Известия» и на сайте LifeNews материала, в котором утверждалось, что Булавинов летом 2014 года устроил дебош на борту самолета, севшего в московском аэропорту «Домодедово». Представитель депутата настаивал, что этого не было, и требовал опровергнуть опубликованную информацию, а также выплатить компенсацию в размере 33 рублей.

МАЙ, 19
Руслан Новиков
В Москве сотрудники уголовного розыска задержали независимого журналиста и блогера Руслана Новикова и доставили в Останкинский военкомат. Об этом он сообщил в группе «Манежка+». Полицейские расспрашивали о его постах в Фейсбуке и о его отношении к событиям на Украине. По словам Новикова, на него намерены завести дело об уклонении от призыва в армию. Позже он сообщил, что находится на медкомиссии. Новиков заявил сотрудникам военкомата о своем праве проконсультироваться с адвокатом, сообщил он корреспонденту «Граней». После этого его выпустили из здания. Новиков намерен обратиться в Совет по правам человека. Новиков на своей странице публиковал репортажи с протестных акций. В марте его родителей вызывали на беседу в Центр «Э». В начале мая на беседу в Центр «Э» по телефону вызывали самого Новикова. Как ему сказали, это связано с его планами поехать в Крым снимать альтернативный репортаж о жизни после аннексии. На беседу Новиков не пошел. Ранее ему уже поступали угрозы о возбуждении уголовного дела.

МАЙ, 19
СМИ Челябинска
В Челябинске главного врача ФГБУ «Федеральный центр сердечно – сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения РФ оштрафовали за отказ в предоставлении информации журналисту. За нежелание общаться руководитель медицинского учреждения оштрафован на одну тысячу рублей. Как сообщили агентству «Урал-пресс-информ» в прокуратуре региона, инцидент произошел в феврале 2015 года. В медучреждение поступил запрос главного редактора сетевого издания о предоставлении информации, касающейся деятельности врача указанного медицинского центра. В соответствии с законом информация должна была быть предоставлена в семидневный срок, однако этого не произошло. «Ответ на запрос в течение 7 дней был не дан, уведомление об отказе в предоставлении информации, либо уведомление об отсрочке в предоставлении информации не направлено», - уточнили в ведомстве. По итогам проверки прокурором Центрального района города в отношении главврача возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ (отказ в предоставлении информации), врач наказан штрафом.

МАЙ, 19
НТВ
Олег Лурье
Пресненский суд Москвы отклонил иск сопредседателя партии «РПР-ПарНаС» Михаила Касьянова о взыскании с телекомпании НТВ и журналиста Олега Лурье одного миллиона рублей. Поводом для иска стали фильмы, показанные в эфире НТВ в марте 2013-го и в ноябре 2014 года. В них утверждалось, что в 1998 году Касьянов, будучи заместителем министра финансов, умышленно совершил действия, причинившие существенный вред интересам России. В частности, экс-чиновник якобы «технически содействовал» исчезновению выданного России кредита Международного валютного фонта в размере 4,5 млрд долларов (см. монитор за февраль 2015 года). Оба фильма содержат комментарии Лурье, выступающего в качестве журналиста, проводившего расследование деятельности Касьянова в конце 1990-х годов. Сам Лурье считает высказанные им предположения личным мнением, а также ссылается на надежные источники. Истец требовал признать распространенные сведения в эфире телеканала НТВ и в интернете не соответствующими действительности и взыскать компенсацию – один миллион рублей. Суд, тем не менее, встал на сторону ответчиков. Судья огласила только резолютивную часть решения, его мотивы будут изложены в полной версии, которую суд изготовит позднее.

МАЙ, 19
Газета «Приамурские ведомости»
Сайт «Приамурка.ру»
В Амурской области судья Андрей Бутковский в итоге затяжной тяжбы обязал опровергнуть в региональной газете и удалить с сайта краевого информагентства сведения о разграблении речного порта Комсомольска, где в затоне ОАО «Амур-Порт» уже не осталось живого флота. Именно таким образом работник краевого арбитражного суда защитил деловую репутацию лиц, которые и сегодня, на старте навигации-2015, безнаказанно затопляют и разделывают последние суда индустриального центра на глазах у полицейских, прокуроров, трудовых коллективов речников. Поводом для судебного разбирательства послужила статья «Бутерброд» со вкусом беспредела» в газете «Приамурские ведомости» и аналогичный материал на сайте «Приамурка.ру». В ней, в частности, сообщалось: «Руководство ОАО «Амур-Порт» устроило у главного грузового причала Комсомольска-на-Амуре беспрецедентный передел федеральной территории и криминальный кураж. …Топ-менеджеры ОАО «Амур-Порт» ведут хищническую деятельность и уничтожают местный флот».

МАЙ, 19, 20
СМИ Бурятии
В Улан-Удэ состоялось заседание Совета по противодействию коррупции. Журналистов просто вывели с этого мероприятия. На вопрос «Что за хамское поведение?» последовал лаконичный ответ: «Мы вас не приглашали». И за всеми этими действиями стоит мэр Александр Голков. Ранее Голков запретил СМИ присутствовать на еженедельных планерках городской администрации, из-за того, что журналисты высказали сомнения относительно законности его действий. Мэр Улан-Удэ просто закрыл доступ журналистам. А 20 мая прошло совещание по итогам лицензирования предприятий ЖКХ РБ. Оно прошло за закрытыми дверями. Журналистам вход был запрещён.

МАЙ, 20
Сергей Вилков
Следствие в Саратове проводит проверку по факту размещения в социальных сетях экстремистских видеороликов обозревателем местного информационного агентства «Общественное мнение» Сергеем Вилковым. Заместитель руководителя районного следственного отдела Александр Мартынов сообщил агентству «Интерфакс», что в двух видеороликах, размещенных Вилковым на своей интернет-странице, по заключению экспертов, содержатся признаки разжигания вражды и унижения определенной группы лиц. При этом Мартынов подчеркнул, что данная проверка «никоим образом не связана с чьей-либо профессиональной деятельностью, а является обычной общеуголовной проверкой в отношении гражданина Саратова». В свою очередь, Вилков сообщил агентству, что речь идет о двух видеороликах, которые он некоторое время назад перепостил на своей страничке. «Первый ролик - это драка между антифашистами и неонацистами, а второй - клип самодеятельной группы «Грибной дождик» - там пародия на ку-клукс-клан»,- пояснил Вилков. Журналист убежден, что проверка СКР напрямую связана с его профессиональной журналистской деятельностью.

МАЙ, 20
Евгений Борисов
В Назарово (Краснодарский край) руководитель информационного агентства «Запад 24» Евгений Борисов обратился в полицию с побоями. Он сообщил, что его избил супруг помощницы главы города Назарово. «Он схватил меня за горло и нанес несколько ударов по лицу», - рассказал потерпевший. Врач-травматолог отправил Евгения Борисова на «больничный». Произошедшее журналист связывает со своей профессиональной деятельностью. Не так давно на сайте агентства была опубликована информация о помощнике главы города Алене Ушаковой - о том, как она не успела вовремя подать сведения о своих доходах, в связи с чем, по закону, она может быть уволена. Заступиться за Алену Ушакову решил её супруг – Павел Ушаков. Со слов Евгения Борисова, Ушаков не только его избил, но и пригрозил дальнейшей расправой, если на сайте и впредь будут появляться новости, связанные с именем Алены Ушаковой. Разбираться в этом конфликте теперь будут полицейские. Борисов написал заявление. Тоже самое сделал и второй участник ссоры. Павел Ушаков не отрицает, он действительно заступился за честь жены, которую, по его мнению Борисов неоднократно оскорблял. Ушаков считает, что поступил как мужчина и любящий супруг.

МАЙ, 20, 21
Журнал «Шум»
В Санкт-Петербурге журналисты два дня не могут попасть в здание Законодательного собрания Ленинградской области. В пресс-службе областного парламента ссылаются на технические проблемы, однако, по неофициальной информации, пускать журналистов устно запретил спикер Сергей Бебенин. «Второй день я не могу попасть в Законодательное Собрание, - сообщает главный редактор журнала «Шум» Павел Смоляк. - В среду сотрудница пресс-службы заявила, что все, кто может подписать мне пропуск, уехали в Москву. Сегодня, в четверг, пресс-службы ЗакСа и областного правительства молчали. Видимо, депутаты испугались лишнего внимания со стороны журналистов. Прочли наши репортажи, увидели, что мы пишем все как есть, и решили на всякий случай перестраховаться, пожаловались спикеру». Павел Смоляк отметил, что 19 мая корреспондент «Шума» беспрепятственно прошел в здание ЗакСа написал о работе нескольких комиссий. Смоляк добавляет, что, по его информации, устное распоряжение не пускать журналистов на заседания комиссий парламента дал спикер Сергей Бебенин.

МАЙ, 21
Роман Юшков
В Перми амнистированный за экстремизм Роман Юшков реабилитирован. Признать право на реабилитацию, включая письменное извинение прокурора, компенсацию имущественного и морального вреда за незаконное уголовное преследование. Таков итог почти 2-летнего противостояния ФСБ и прокуратуры с публицистом Романом Юшковым, который 21 мая подвел Пермский краевой суд. Апелляционная инстанция применила амнистию к журналисту, ученому и общественному деятелю Роману Юшкову. Ранее он был наказан условным лишением свободы и одновременно оправдан за публикацию «Истерия по-пугачевски», напечатанную 19 июля 2013 года в краевой газете «Звезда» (см. монитор за июль 2014 года). 10 марта 2015 года Мотовилихинский районный суд Перми приговорил ответственного секретаря газеты «За человека», доцента Пермского госуниверситета Романа Юшкова к 1,5 годам условного заключения. Ему назначили 2-летний испытательный срок с обязательством ежемесячно регистрироваться в уголовно-исполнительной инспекции. В качестве дополнительного наказания журналиста лишили права в течение 2 лет заниматься журналистикой. Признав подсудимого виновным в публичных призывах к экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), судья Марина Азаренкова оправдала его по статье 282 УК РФ о возбуждении ненависти – за отсутствием состава преступления. По версии ФСБ, публицист нарушил закон, когда в газетной рубрике «Прямая речь» высказался об убийстве 6 июля 2013 года жителя города Пугачев Саратовской области Руслана Маржанова и его предполагаемом убийце-кавказце. Первое уголовное дело (о призывах к экстремизму) было возбуждено 28 июля 2013 года, второе (о разжигании ненависти) – 13 марта 2014 года. По заявлению краевой прокуратуры Мотовилихинский районный суд Перми 30 января 2015 года признал публикацию экстремистской и обязал редакцию «Звезды» удалить ее с сайта. Обвинительно-оправдательный приговор оспорили обе стороны. Осужденный и защита просили апелляционную инстанцию о полном оправдании. Гособвинение требовало отменить оправдание по статье 282 УК РФ и направить дело в этой части на новое рассмотрение. Выслушав 21 мая все мнения, судья Пермского краевого суда Наталия Казакова спросила Романа Юшкова об отношении к амнистии. Осужденный ответил кратко: «Вину свою не признаю. Но если государство сочтет возможным, что я подпадаю под амнистию, возражать не буду. Я соглашусь с этим». Судья Наталия Казакова отказала краевой прокуратуре в отмене оправдательной части приговора и применила амнистию в честь 70-летия Победы с освобождением от наказания и снятием судимости. Это означает, что доцент Юшков считается несудимым и продолжит заниматься журналистикой. На статью 282 УК РФ амнистия не распространяется. Поскольку оправдание по ней признано законным, Роман Юшков может воспользоваться правом на реабилитацию. Да, он не был арестован. Но находился под подпиской о невыезде. Чтобы выехать из Перми в сельский район с научной экспедицией, просил дозволения суда. Кроме того, была заблокирована его банковская карта, сообщил Юшков корреспонденту ФЗГ. На какое-то время семья осталась без средств к существованию. Теперь пришло время взыскать с государства за пережитое.

МАЙ, 21
СМИ Карелии
Министерство образования Карелии издало приказ № 302, в котором изложена модель реорганизации общеобразовательных учебных учреждений республики. Коснётся реорганизация 61 сельской школы из 116, действующих в Карелии. Под реорганизацией понимается, в первую очередь, слияния малокомплектных сельских школ. Для местных детей и родителей - это как приговор их деревенскому обитанию, для министерства образования - форма исполнения решения главы Карелии об экономии бюджетных средств. Не только Минобразования получило такое задание, а все министерства и ведомства республики. Поставлена задача сэкономить в бюджете текущего года 1,5 миллиарда рублей, и соответственно каждое правительственное подразделение свои предложения подготовило. Так и возник приказ № 302. Республиканский бюджет 2015 года мало того что планово дефицитный, так он и не исполним по обязательствам, что уже не скрывает правительство Карелии. Не хватает как минимум примерно 5 миллиардов рублей. Деньги можно заимствовать только в коммерческих банках, но, во-первых, госдолг Карелии и без того уже составляет под 20 миллиардов рублей и его обслуживание давно стало непосильным бременем для бюджета, а, во-вторых, экономическое состояние республики таково, что нагружать казну новыми обязательствами просто опасно. В такой ситуации правительство обратилось за финансовой помощью в федеральный центр, где согласились выделить ссуду под минимальный процент (0,1% годовых), но при условии, что и региональная власть сократит свои бюджетные расходы. Так и возникла цифра в полтора миллиарда рублей, которую нужно на чём-то сэкономить. В ответ Карелия получит почти 4 миллиарда финансовой помощи, что позволит исполнить социальные обязательства перед населением. В министерстве образования Карелии решили укрупнить сельские школы, а деньги «оптимизированных» образовательных учреждений, читайте ликвидированных, перевести в разряд сэкономленных. Приказ был подписан и размещён на сайте министерства образования Карелии. Однако найти его, чтобы познакомиться с содержанием текста, практически невозможно. По словам председателя малокомплектных школ Карелии, кандидата педагогических наук Зинаиды Ефловой, приказ так запрятан на сайте, что даже опытный пользователь интернет-ресурса не сможет его отыскать. Хотя формально он вроде бы и обнародован, но узнать, какие школы объединяют и когда начнётся этот процесс – невозможно.

МАЙ, 21
Юлия Крючкова
Виталий Зятковский
В Крыму на трассе Симферополь – Армянск полиция задержала журналистов съемочной группы украинского телеканала «Интер» Юлию Крючкову и Виталия Зятковского. Задержанных отвезли в РОВД Армянска. Наличие при себе паспортов и журналистских удостоверений сотрудникам полиции установить личности задержанных не помогли. Как рассказала Юлия Крючкова, съемочная группа отправилась в Армянск снимать акцию активистов. «Мы приехали на место и там нас уже ждали. Была полиция, которая стала выяснять кто мы и что. Провели досмотр машины. Пояснили, что у них имеется информация о возможной перевозке в машине взрывчатых веществ», - рассказала Крючкова.

МАЙ, 22
Газета «Твой день»
Савеловский суд Москвы удовлетворил иск известного актера Сергея Безрукова к медиахолдингу «Ньюс медиа» о защите права на неприкосновенность частной жизни и взыскал компенсацию морального вреда в размере 27,2 тысяч рублей. Поводом для иска стала публикация в декабре прошлого года в газете «Твой день» статьи, в которой было использовано изображение артиста без его согласия. Истец настаивал на том, что публикация нанесла ущерб его семье и принесла моральные страдания. Ссылаясь на недопустимость дальнейшего нарушения неприкосновенности частной жизни Безрукова. Его представитель ходатайствовала о проведении разбирательства в закрытом режиме, однако суд не удовлетворил это прошение, передает РАПСИ. Суд частично согласился с доводами истца и взыскал солидарно с редакции газеты и руководства медиахолдинга 27 200 рублей.

МАЙ, 22
Рашит Ахметов
Уголовное дело в отношении главного редактора газеты «Звезда Поволжья» (Казань) Рашита Ахметова прекращено 22 мая 2015 года. Его обвиняли в возбуждении национальной ненависти из-за статьи Фаузии Байрамовой. 22 мая 2015 года суд Московского района Казани прекратил за истечением срока давности производство по уголовному делу. Уголовное дело против Ахметова было возбуждено в марте 2015 года Следственным комитетом РФ по Татарстану совместно с прокуратурой Московского района Казани. Поводом послужила перепечатка им в 2011 году в газете «Звезда Поволжья» статьи Фаузии Байрамовой «Мы татары, а не русские», опубликованной в чувашской газете «Взятка». Срок давности представителей правоохранительных органов не остановил. Напомним, статья «Мы татары, а не русские» была написана Байрамовой в ответ на публикацию Бориса Виноградова и Андрея Савельева «Мультикультурализм не пройдет» в № 8 газеты «Звезда Поволжья» за 2011 год. «Обе статьи написаны с националистических позиций. Виноградов и Савельев выступили за слияние всех народов России в единую «русскую нацию», Байрамова заявила о необходимости вопреки давлению сохранять татарскую национальную идентичность. Статья Байрамовой содержала резкие высказывания в адрес русских, однако прямых агрессивных призывов в ней не было. Тем не менее, 3 октября 2014 года статья была признана экстремистской, а главный редактор газеты «Взятка» вскоре был приговорен за ее публикацию по части 1 статьи 282 УК к обязательным работам» (см. монитор за ноябрь 2014 года).

МАЙ, 22
Газета «Черновик»
В производстве Кировского районного суда Махачкалы находится дело по иску о защите деловой репутации, который отдел МВД по Кизлярскому району предъявил редакции газеты «Черновик». Поводом для иска стала публикация в этом издании 22 августа 2014 года статьи «полиция по челюсти», в которой, по мнению истца, содержатся не соответствующие действительности и порочащие его сведения. В частности, к ним отнесено сообщение, что сотрудники уголовного розыска избили жителя поселка им. Кирова. Суд назначил по делу проведение лингвистической экспертизы, которую поручено провести Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам.

МАЙ, 22
Тимур Олевский
Виталий
Коваленко
Даниил
Русаков
Александра Сологуб
В Тольятти (Самарская область) задержан корреспондент телеканала «Дождь» Тимур Олевский. По заданию редакции он прибыл в город, чтобы на месте попытаться разобраться с ситуацией в 3-й бригаде спецназа ГРУ, военнослужащими которой называют себя двое солдат, взятых в плен у поселка Счастье под Луганском. Кроме Т. Олевского задержаны журналисты съемочной группы украинского телеканала «Интер» Виталий Коваленко и Даниил Русаков, а также режиссер-документалист из Франции Александра Сологуб. Как сообщил телеканалу Тимур Олевский, журналисты были задержаны рядом с воинской частью, в которой, как утверждает украинская сторона, служат задержанные на Украине россияне Александр Александров и Евгений Ерофеев. Сотрудники воинской части предположили, что они снимал на камеру режимный объект. По словам корреспондента, он находился рядом с частью, но сам объект не снимал. «К нам подошли двое военнослужащих, два человека в штатском в тренировочных костюмах, попросили показать документы, тут же паспорта забрали. А спустя минут десять подъехали сотрудники полиции. И вот часа три мы ждали и давали разъяснения, зачем мы сюда приехали», – рассказал Олевский в эфире «Дождя». Примерно через два часа съемочную группу из отделения полиции отпустили. Журналист «Дождя» сообщил, что его и коллег после опроса отпустили из отделения полиции. «Нас отпустили с миром, уточнив, где мы будем сегодня ночевать», – отметил Тимур Олевский.

МАЙ, 23
Портал Gorod48.ru
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел жалобу компании «Экоптица» на решение первой судебной инстанции. Осенью 2014 года в Арбитражный суд Липецкой области с иском о защите деловой репутации обратилось ООО «Экоптица». Поводом к судебному разбирательству стала публикация в интернете на портале Gorod48.ru под названием «В «Правильном цыпленке» обнаружена неправильная сальмонелла», в которой источником информации выступало Управления потребительского рынка и ценовой политики. Истец требовал признать сведения, распространенные в публикации, недействительными и взыскать с управления и ООО «Курс» (владельца интернет-портала) 2,97 млн рублей в качестве компенсации ущерба. Истец настаивал на том, что экспертиза, на которую ссылались ответчики, была проведена неправильно и показала неверные результаты. Но суд обратил внимание на то, что «Экоптица» ранее не пыталась оспорить результаты экспертизы. 25 марта этого года компании в удовлетворении иска было отказано. В апреле компания-истец обратилась с жалобой в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, но решение было оставлено в силе.

МАЙ, 24
Все СМИ
Болельщики футбольного клуба «Сатурн» попытались прорваться на стадион в Раменском (Московская область), однако эта попытка была пресечена представителями правопорядка. Помимо болельщиков на матч не пустили и журналистов.

МАЙ, 24
«Экспресс-газета»
Савеловский суд Москвы принял решение в пользу актрисы Марии Кожевниковой, которая подала сразу несколько исков к «Экспресс-газете» за публикацию материалов, нарушающих неприкосновенность частной жизни (см. монитор за март 2015 года). Однако сумма компенсации по каждому из исков составила ничтожно маленькую сумму - по 3 000 рублей за каждый. Всего моральный ущерб Марии был оценен судом в 15 тысяч рублей вместо заявленных 5 миллионов. «По всем трем мои требования удовлетворены, дела все выиграны. Что касается компенсации морального вреда, то оно остается на усмотрение суда, и в этом случае решение вызывает недоумение, - рассказала Мария.

МАЙ, 24
Все СМИ
В Санкт-Петербурге болельщики «Зенита» избили двух московских журналистов. Инцидент произошел после матча второго дивизиона между «Зенит-2» и «Спартак-2». О случившемся рассказал корреспондент ТАСС, который стал свидетелем избиения. По его словам, болельщики «Зенита» располагались на секторе арены, который находился под пресс-ложей. После финального свистка четыре фаната начали избивать московского журналиста. Другой журналист из Москвы заступился за своего коллегу – в ответ его атаковали 10 человек. Трибуна для болельщиков и зона для прессы были разделены лишь проходом - специальные ограждения между секторами отсутствовали. «Зенит» знает о возникшей потасовке, - рассказали ТАСС в пресс-службе петербургского клуба. Но начать расследование в клубе не могут, так как пострадавшие не написали заявление в полицию.

МАЙ, 25
Газета «Великокняжеский курьер»
В Пролетарском районе, в отличие от большинства районов Ростовской области, выходит две районные газеты, и их сосуществование трудно назвать мирным. Вернее, выходили: недавно тут в очередной раз сменилась власть, и новый глава местной администрации Сергей Гончар решил эти издания объединить. Фактически это означает закрытие газеты «Великокняжеский курьер», появившейся на свет всего 12 лет назад. По сравнению с «Вестником Приманычья», созданным на заре советской власти, это, конечно, детский возраст. «Вестник» был официальным рупором районных властей при всех режимах - и при красных, и при белых, и при коммунистах, и при демократах. До тех самых пор, пока в 2006 году новый глава района Бухтияров не решил открыть свою газету, а старую, не поддержавшую его на выборах, закрыть. Вернее, она сама должна была закрыться, лишившись статуса официальной муниципальной газеты и бюджетного финансирования. Всё это тогда досталось «Великокняжескому курьеру», в свое время учрежденному семьей Бухтияровых. Но случилось чудо: старая районка ушла в оппозицию и смогла выжить самостоятельно, без «подпитки» из муниципального бюджета. Её поддержали читатели - две с половиной тысячи подписчиков. Редакция даже вынуждена была создать свою собственную альтернативную службу доставки: три курьера на велосипедах развозили газету по Пролетарску и окрестностям. Но в следующем акте этой провинциальной драмы, когда Бухтияров покинул свой пост, «Вестник Приманычья» вернул свой статус главной районной газеты. А «Великокняжеский курьер» стал независимым изданием, но… тоже не пошел ко дну. У такого издания есть свои преимущества – читательский интерес к тому, что происходит на соседнем хуторе и на соседней улице, не говоря уже о кабинетах и коридорах местных начальников. И всё-таки «Курьер» снова попросился под «муниципальное крылышко», видимо, редактор Татьяна Бондарева, решила, что так надёжнее. К моменту самой последней смены власти в районе нынешний учредитель «Великокняжеский Курьера» - информационный центр «Регион» - уже приобрёл статус муниципального автономного учреждения. Однако никаких дотаций ниоткуда газета не получает, живёт, как говорится на свои средства. И это при тираже всего в 2 000 экземпляров, которые распространяются по подписке и в розницу: газета выходит раз в неделю на 16 полосах и продаётся, в основном, в продовольственных магазинах и ларьках. Если возврат непроданных экземпляров возрастает, редакция уменьшает тираж. Но чтобы этого не случилось, журналистский коллектив из пяти человек внимательно следит за местными новостями и старается не пропустить ни одного мало-мальски интересного события. Конкуренция всегда заставляет крутиться, делать газету лучше, но районному начальству, видимо, это совершенно не нужно. Сначала была организована «проверка с пристрастием» финансового-хозяйственной деятельности редакции «Великокняжеского курьера», причем с участием районной прокуратуры. Пролетарская прокуратура даже написала заявление в областное антимонопольное управление с требованием проверить законность закупок бензина для единственного автомобиля, развозившего «по точкам» тираж. Сотрудники УФАС нарушений не нашли, однако «делом о бензине», на который то ли истратили лишних 2000 рублей, то ли, наоборот, их сэкономили, районные власти занимаются до сих пор. И, в конце концов, у редактора Татьяны Бондаревой сдали нервы. «Я написала заявление и уволилась, муж, видя моё состояние, на этом настоял», - так Бондарева объяснила корреспонденту ФЗГ своё решение. Это, конечно, на руку тем, кому само существование в районе второй газеты очень не нравится. В объединенную редакцию, по словам Бондаревой, журналистки «Курьера» в основном пенсионного возраста (мужчины там не работают), вряд ли пойдут работать. Да оно и понятно: после десяти лет «информационной войны» с «Вестником» у них сложились непростые межличностные отношения с его редактором. И останется тогда в городе Пролетарске, центре одноименного района, как и во всех остальных районах Ростовской области, одна единственная общественно-политическая газета – муниципальное учреждение «Вестник Приманычья». Что, собственно, и требовалось доказать. Если, конечно, «Великокняжеский Курьер» снова не станет независимым изданием.

МАЙ, 25
Газета «Пятница»
Мотовилихинский районный суд Перми 25 мая принял отказ от иска ЗАО «Компания «Дартс», просившего взыскать с ООО «Газета «Пятница» и председателя краевой организации Союза журналистов РФ Игоря Лобанова долг в 880 036 руб. 38 коп. ЗАО «Компания «Дартс», подконтрольное депутату заксобрания Прикамья Дмитрию Скриванову, 21 августа 2014 года предоставило заем ООО «Газета «Пятница». Накануне оппозиционный депутат Илья Шулькин передал структурам своего единомышленника Скриванова в доверительное управление 51 процент доли ООО «Газета «Пятница», которыми владело близкое к нему ООО «НЗ Инвест». Поручителем со стороны заемщика выступил Игорь Лобанов, собственник 16 процентов ООО «Издательский дом «Новый компаньон» - второго совладельца еженедельной газеты, бесплатно распространяемой тиражом 150 тыс. экземпляров. Заем не был возвращен в срок. И кредитор 23 апреля 2015 года обратился с иском в суд, попросив взыскать основной долг с процентами на общую сумму свыше 880 тыс. рублей. При этом заявлялось ходатайство о принятии обеспечительных мер в отношении должника. Таковыми может быть арест имущества. Но до столь решительных мер дело не дошло. Судья Татьяна Опря отказала в наложении обеспечительных мер. Отвечая на вопрос ФЗГ, Игорь Лобанов 22 мая сообщил - предмета спора уже нет. Долг погашен. Действительно, на предварительном слушании 25 мая юрист Дмитрий Березин от имени ЗАО «Компания «Дартс» заявил отказ от иска. Представитель ООО «Газета «Пятница» Екатерина Пономарева согласилась. Она представила платежные документы о возврате полученного ранее займа. Выслушав стороны, судья Татьяна Опря прекратила производство по гражданскому делу. Перед выборами в заксобрание 2011 года Дмитрий Скриванов задекларировал обладание 100 процентами уставного капитала ЗАО «Компания «Дартс». Накануне прежних выборов 2006 года он владел 15 процентами. В 2005 году Дмитрий Скриванов получил от этой компании доход в 276 тыс. рублей и пособие при рождении дочери на 6,9 тыс. рублей. Сейчас депутат считается фактическим хозяином оппозиционного губернатору Виктору Басаргину медиахолдинга, в который входят газеты «Пермская трибуна» и «В курсе», радиостанция «Эхо Перми» и портал «v-kurse.ru». Газета «Пятница» получила госзаказы и теперь далека от критики властей.

МАЙ, 25
Газета «Шанс»
Экономический кризис отразился на рынке рекламы. В целом по России, в этом году больше всего сократились доходы от рекламы у печатных СМИ, тогда как телевидение и интернет-издания потеряли значительно меньше. Сокращение рекламных продаж уже вызвало большие проблемы в региональных СМИ Хакасии. В ряде крупнейших изданий проводятся сокращение штатов и уровня зарплат. По данным «АИС», собственники самой тиражной в регионе газеты «Шанс» провели сокращение штатов и зарплаты сотрудников. Об этом рассказал один из недавно уволенных журналистов. Другой сотрудник «Шанса» сообщил, что часть сотрудников редакции была уволена, а часть оставшихся переведена на трех- или четырехдневный режим работы. По факту это означает сокращение зарплаты. Бывший и действующие сотрудники «Шанса» утверждают, что причиной этих мер стало значительное падение доходов от рекламы в газете. Это вынуждает собственников издания сокращать издержки за счет урезания штата и фонда оплаты труда.

МАЙ, 25
Дмитрий Сивиркин
Режиссер самарского театра драмы, исполнитель роли архиерея в фильме Андрея Звягинцева «Левиафан» Валерий Гришко отсудил у депутата губернской думы Дмитрия Сивиркина 50 тысяч рублей. Поводом для разбирательств послужила статья Сивркина «Практическая польза Шарли», в которой, по мнению режиссера, содержался ряд выражений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию. «Суд частично удовлетворил наш иск о защите чести и достоинства и постановил взыскать с депутата Сивиркина 50 тысяч рублей в качестве морального вреда, а также 28,8 тысяч рублей судебных издержек», - сообщила представитель режиссера Ирина Беседина. При этом суд отказал в требовании Гришко опубликовать опровержение статьи Сивиркина. «Несмотря на это, мы согласны с решением суда, обжаловать его не будем», - отметила Беседина. В свою очередь, Сивиркин сообщил, что пока не решил, будет ли обжаловать решение суда. «Мне решение очень понравилось. Во-первых, оно не предполагает никакого опровержения, то есть суд согласился со всеми терминами, которые я употребил в своей рецензии на роль господина Гришко в фильме «Левиафан». Во-вторых, цена в 50 тысяч рублей вполне устраивает меня как плата за возможность назвать вещи своими именами, что я и сделал в оспариваемой Гришко статье», - передает «Интерфакс» его слова. Сивиркин еще раз подчеркнул, что слово «быдлятина» в статье не было адресовано Гришко. «Я назвал быдлятиной то явление и ту роль, которую он сыграл. Не имея ни малейшего представления о деятельности Русской православной церкви, он полез играть архиерея. И вот это вот явление, а не лично господина Гришко, я назвал в своей рецензии быдлятиной и порассуждал на эту тему. Я не отказываюсь от этих выражений и считаю, что это очень приемлемая плата за возможность высказать свое мнение о нашей либеральной интеллигенции и о «быдлятине», которую она тащит на театральные подмостки», - добавил депутат.

МАЙ, 25
Интернет-газета Каспаров.Ру
Интернет-газета Каспаров.Ру подверглась мощной DDoS-атаке. Сайт недоступен с утра 25 мая и возобновить работу сможет не раньше 21 часа. В редакции не исключают, что нападение хакеров – «поздравление» с 10-летием Объединенного гражданского фронта.

МАЙ, 25
ЗАКС.Ру
Глава Нарвского округа Санкт-Петербурга Александр Каптурович направил жалобу в Роскомнадзор на ЗАКС.Ру. Муниципал решил, что издание не имело право в материале «Налоговые кошмары депутатов» публиковать сведения о долгах главы округа. Проверку глав муниципалитетов на долги начал помощник депутата петербургского парламента Ольги Галкиной Александр Шуршев. Используя открытые данные, он выяснил, что глава Нарвского округа должен государству более семи тысяч рублей. Информация о нарушениях законодательства о налогах и сборах, согласно статье 102 Налогового кодекса, не составляет налоговую тайну. «Думаю, Каптурович своим обращением в Роскомнадзор собирался дать кому-то по рукам, чтобы не публиковали соответствующую информацию, а по-моему, такие данные стимулируют чиновников и депутатов внимательно относиться к тем налогам, которые они должны платить», – считает Шуршев. Гражданский активист Нарвского округа Сергей Самасадкин, который в свое время читал курс лекций на тему «Персональные данные», считает, что в действиях ЗАКС.Ру нет ничего противозаконного. «Я преподавал год в Академии государственной службы и управления в Сыктывкаре, читал курс по персональным данным. Если источники открытые, то вы имели полное право публиковать эти данные. Если Каптуровичу это не нравится, пусть обращается в суд. Мы недавно просмотрели декларации о доходах Каптуровича за 2013 и 2014 годы. В них не указаны ни жена, ни дети. Это вызывает большие вопросы», – сказал Самасадкин. Не видит никакого нарушения закона и руководитель петербургского отделения Фонда защиты гласности Роман Захаров. Он полагает, что Роскомнадзор мог проглядеть, что данные о долгах государственных служащих составляют общественный интерес (о чем сказано в пункте 5 статьи 49 Закона «О СМИ»), и в обязанность ведомства входит также защищать журналистов. «Трактовка судами и Роскомнадзором того, что можно считать персональными данными, зачастую бывает не в пользу журналистов. Если у вас были открытые данные и в них есть общественный интерес, о котором говорит Закон «О СМИ», то журналист имеет право их использовать и обязан так поступать. В этом и состоит сущность журналистики. Я бы посоветовал чиновникам из Роскомнадзора не только защищать персональные данные, а обратить внимание на свою вторую функцию – защиту журналистов», – посоветовал Захаров.

МАЙ, 25
Наталья Руденко
Журналист издания «Суть» (Балаково, Саратовская область) Наталья Руденко была вынуждена обратиться с заявлением в прокуратуру, получив угрозы от депутата городского собрания Балакова Сергея Нестерова. Камнем преткновения между корреспондентом и народным избранником стала публикация на портале материла о будущем спорта в городе и деятельности бассейнов. Первая статья вышла с комментариями бывшего директора бассейна «Дельфин» Николая Яманчева, которого, по словам Натальи, в определенный момент уволили, и депутата Нестерова, директора бассейна «Альбатрос», являющегося ареной для соревнований в том числе регионального уровня. Спустя некоторое время вышел второй материал, в котором слово было дано только бывшему руководителю «Дельфина». «Сергей Романович позвонил редактору и попросил о встрече. Звонок от руководителя мне поступил, когда я ехала на судебный процесс, и я не могла прийти на назначенную встречу, из-за чего попросила перенести ее. Редактор предложила перезвонить Сергею Романовичу и договориться об этом». Как отмечает Руденко, никаких личных разногласий у нее с Нестеровым никогда не было, звонок, который она сделала по дороге на работу, носил служебный характер и был предельно вежливым. Именно поэтому для нее стала неожиданностью высказанная гражданином угроза «открутить башку». Позднее в редакции при личной встрече журналист переспросила, будут ли ее бить, на что также получила утвердительный ответ. Журналист посчитала угрозу депутата реальной, поскольку, как она утверждает, про «прошлое и связи» Нестерова известно всему городу и если не он сам, так кто-то точно может реализовать угрозу. В связи с этим журналист, в одиночку воспитывающая троих детей, обратилась в прокуратуру.

МАЙ, 25
Андрей Данилов
Съемочная группа ИА U74.ru
В Миассский городской суд (Свердловская область) передано уголовное дело гражданина Салтанова, напавшего на корреспондента информационного агентства U74.ru Андрея Данилова, находившегося на служебном задании. Об этом Znak.com сообщил сам пострадавший. Андрей Данилов по заданию редакции 27 апреля отправился на собрание жильцов многоквартирного дома в Миассе по улице Академика Павлова, 30, проводимое по инициативе представителей «Управляющей компании Валихана Тургумбаева». Когда коммунальщики увидели съемочную группу, то предложили жителям пройти в дом, чтобы провести собрание за закрытыми дверями. Журналисты попытались запечатлеть происходящее, однако директор управляющей компании Любовь Салтанова преградила представителям прессы дорогу. На вопрос, почему она препятствует работе СМИ, Салтанова ответила, что дом является ее собственностью и ей решать, кого пускать на собрание, а кого нет. Съемочную группу такое объяснение не устроило, и тогда женщина призвала на помощь мужчину, которому велела «держать оборону». Он принялся отталкивать журналистов, закрывал объектив камеры рукой, а в довершении всего ударил руку корреспондента подъездной дверью. В результате у журналиста судмедэксперты зафиксировали ушиб и повреждение мягких тканей правого плеча. О случившемся сотрудники U74.ru сообщили в правоохранительные органы. «Это был второй подобный случай за месяц, – сообщил нашей интернет-газете Андрей Данилов. – 9 апреля на нашу съемочную группу также напал неизвестный. Молодой человек в черной куртке, темных очках и шапке ударил в грудь оператора Тороса Царукяна, а затем пообещал переломать нам ноги. Произошло это на собрании жильцов, которых обслуживает та же управляющая компания, на глазах у нескольких десятков очевидцев. По данному факту также было обращение в правоохранительные органы, однако установить личность нападавшего не удалось. А вот мужчина, ударивший нас дверью, попал в объектив камеры. Им оказался муж директора управляющей компании Салтановой. В его отношении возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных статьей 119 УК РФ («Побои») и статьей 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). Дело в суд передал участковый. Он уже ознакомил меня с постановлением, в ближайшее время жду повестку в суд». Журналист заявил, что не намерен добиваться выплаты морального или материального ущерба от обидчика. «Для нас важно создать прецедент, когда человека осудили за то, что мешает работе журналистов. В противном случае, боюсь, ближе к выборам ситуация будет только усугубляться. Раньше такого в Миассе не было. Журналистам звонили, шептали, дышали в трубку, но физической силы не применяли», – отметил Андрей Данилов.

МАЙ, 26
Александр Ландо
Фрунзенский районный суд Саратова отказал в иске регионального УФССП к председателю Общественной палаты региона Александру Ландо. УФССП обратилось в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации. В иске приводится цитата из выступления Александра Ландо 4 марта текущего года о том, что исполнение судебных решений УФССП составляет лишь 25%, а также о ситуации вокруг здания на улице Дзержинского. Как рассказал сам Александр Ландо, у истцов возникли проблемы на начальной стадии процесса: они неверно указали второго ответчика - новостной сайт «Глас народа». По документам УФССП, ответчиком должна была выступить газета. «От СМИ ответчиком присутствовала главный редактор Елена Столярова. Она пояснила, что под псевдонимом, указанным под статьей, печатается целый ряд журналистов, так что за их действия может отвечать только она. Но они никак не могли понять этого нюанса, это тоже отняло время. Запутаться в трех соснах - это говорит о том, что они работают не на должном уровне», - считает Ландо. Также он рассказал о проблемных пунктах, которые вызвали неудовольствие со стороны УФССП в ходе процесса. «Главное, что они оспаривают, что только 10% их сотрудников были привлечены к уголовной ответственности от общего числа сотрудников этой службы. По словам представителей УФССП - меньше пяти процентов, так как остальные на момент привлечения к уголовной ответственности уже не были сотрудниками. При этом, по их собственным данным, к ответственности привлечены 36 человек, а штат составляет порядка 360. То есть, не нужно быть математиком, чтобы понять, что это каждый десятый. Это стандартная практика - увольнять людей после того, как они попали под суд», - сказал Ландо. Изначально причиной иска послужили слова председателя ОП о том, что исполняемость судебных решений приставами в области составляет всего 25%. УФССП настаивает на исполняемости в 53%. «В полученной мной справке из областной прокуратуры говорится о тысячах нарушений со стороны судебных приставов. Мягко говоря, деятельность этой службы оставляет желать лучшего. Областной суд также привел статистику, по которой исполняемость не превышает 33%. Это не принципиально, ведь нужно, чтобы исполняемость была бы на уровне хотя бы 80%. Они говорят, что оценку может их действиям дать только суд. Но оценку их действиям должна давать общественность, пресса», - отметил председатель ОП.

МАЙ, 26
Виталий Косенко
В Ялте (Республика Крым) силовики задержали и обыскали прибывшую из Херсона молодую пару по обвинению в непризнании территориальной целостности России. Одним из задержанных оказался журналист издания «Дорожный контроль» Виталий Косенко якобы он назвал Крым оккупированной территорией. Позднее стало известно, что В. Косенко получил 10 суток ареста.

МАЙ, 26
«Комсомольская правда»
«Москва Медиа»
ВГТРК

Гражданин Михаил Акимов, владеющий леопардом, подал в суд на СМИ, которые сообщили, что животное содержится в недостойных условиях. Однако Савеловский суд Москвы иски отклонил. Об этом рассказала представитель суда. «Иски к «Комсомольской правде» и «Москва Медиа» суд оставит без удовлетворения, а иск к ВГТРК заявитель отозвал», - цитирует РАПСИ пресс-секретаря. Согласно материалам дела, в СМИ ФГУП «ВГТРК», ОАО «Москва Медиа» и ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» была распространена информация, не соответствующая действительности и порочащая честь истца. В частности, были опубликовали сообщения о том, что заявитель днем выгуливал во дворе леопарда, запугивая им соседей. Акимов утверждал, что распространенная информация не соответствует действительности, поскольку никто из жильцов дома не обращался с соответствующими заявлениями в органы внутренних дел, «сам леопард не внесен в Красную книгу, является гибридом, выведен в неволе, регулярно наблюдается у ветеринара и не представляет опасности для окружающих, имеет покладистый характер и содержится в достойных условиях». Истец просил суд обязать ответчиков опровергнуть распространенную информацию, удалить опубликованные сообщения, не соответствующие действительности, и взыскать с каждого ответчика по одному миллиону рублей в счет компенсации морального вреда.

МАЙ, 27
Все СМИ
В Совете Безопасности ООН состоялось заседание, посвященное проблемам защиты журналистов, освещающих военные конфликты. Члены Совета Безопасности осудили преступления против сотрудников масс-медиа, призвали стороны, участвующие в вооруженных конфликтах, прекратить эти преступления и потребовали безоговорочно освободить всех похищенных и взятых в заложники представителей СМИ. «В последние годы наблюдается тревожная тенденция роста числа случаев гибели журналистов в условиях вооруженных конфликтов. В период с 2006 по 2013 год были убиты 593 журналиста и почти половина этих случаев - 273 - произошла в конфликтных зонах», - заявил первый заместитель Генерального секретаря ООН Ян Элиассон. «Мы стали мишенью для нападений. Вооруженные группы больше не используют журналистов как проводников собственной информации. Вместо этого сами похищения журналистов становятся новостями. Они рассматривают нас как представителей вражеской стороны и шпионов. Это - наша ежедневная реальность», - заявила известная журналистка Мариан Перл, чей муж Даниел Перл был захвачен в плен и убит террористами. М. Перл также сообщила, что в 2014 году 98% убийств журналистов не были раскрыты. Заместитель Постоянного представителя России при ООН Евгений Загайнов также выступил на этом заседании Совета Безопасности ООН. Е. Загайнов отметил, что в районе конфликта на юго-востоке Украины многие журналисты, в том числе российские, подвергаются опасности и «вынуждены работать в условиях неприкрытой дискриминации», осудил ведение информационных войн и подчеркнул, что проблеме безопасности сотрудников СМИ должно уделяться приоритетное внимание в работе ООН. Совет Безопасности принял резолюцию, в которой решительно осудил «широко распространенную безнаказанность за нарушения и злоупотребления в отношении журналистов, работников средств массовой информации и связанного с ними персонала в условиях вооруженного конфликта, которая, в свою очередь, может способствовать рецидивам таких актов».

МАЙ, 29
СМИ Перми
Пермский краевой суд, рассмотревший апелляционную жалобу на продление ареста бизнесмена из Березников Константина Беляева, отказал его защите в удалении из зала прессы. 38-летний Константин Беляев, владелец и руководитель ООО «Первый хладокомбинат», обвинен в особо крупном мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору. Предприятие в 2013-2014 годы поставляло учреждениям краевого ГУФСИН низкосортные жиры под видом более дорогого сливочного масла. Ведомство переплатило свыше 13 млн руб., полагают в СКР. Получив 1 апреля вызов на допрос, бизнесмен отправился в Москву. Оттуда он собирался вылететь в Израиль, но был задержан в таможенной зоне аэропорта «Шереметьево» и этапирован в Пермь. 21 мая Свердловский районный Перми продлил арест до 26 июня. При рассмотрении апелляционной жалобы в краевом суде адвокат Наталья Турунцева заявила ходатайство об удалении прессы из зала. Такая необходимость была мотивирована тем, что неназванные ею «сторонние адвокаты» встречаются с подзащитным в СИЗО и угрожают. Кроме того, необходимо сохранить тайну следствия. Ходатайство поддержали другой адвокат – Ирина Филиппова, а также сам обвиняемый. Прокурор Лариса Сухарева высказалась против, поскольку для проведения процесса в закрытом режиме «нет никаких оснований». Судья Валентин Похожаев напомнил защите о гласности судопроизводства. И заметил – в зале нет «сторонних адвокатов», а сохранение тайны следствия не входит в адвокатские полномочия. Продолжив слушания в открытом режиме, судья оставил бизнесмена под стражей до 26 июня.

МАЙ, 29
Интернет-издание «Русская планета»
Группа компаний «Мортон» отказалась от финансирования интернет-издания «Русская планета». В начале октября 2014 года коллективу издания сообщили о скорой смене главного редактора и увольнении Павла Пряникова. Позже Пряников был уволен по соглашению сторон. Вслед за ним ушла большая часть коллектива издания. Павел Пряников был уволен в конце ноября. Его увольнения потребовал инвестор издания, группа компаний «Мортон». В феврале у издания появился новый главный редактор. «Мортон» запустил «Русскую планету» весной 2013 года и вложил в издание $5 млн. Отмечалось, что проект должен был принести первую прибыль во второй половине 2014 года.

МАЙ, 29
Сергей Забелин
Главный редактор газеты «Забайкальский рабочий» (Чита) Сергей Забелин получил уведомление о расторжении трудового договора без объяснения причин. «Когда я спросил в отделе кадров департамента по управлению делами губернатора, кому передать мне свои дела, мне ответили, что человек ещё не принят», - рассказал Сергей Забелин. По его, словам, в «Забайкальском рабочем» он проработал 19 лет, из них на посту главного редактора - 6 лет. «Планов пока нет, получил приказ, как снег на голову. Договор был бессрочный, решение о прекращении было принято в соответствии со статьёй трудового договора. Руководителя могут уволить день в день без объяснения причин», - добавил он.

МАЙ, 29
СМИ Карелии
Сессия Кондопожского (Республика Карелия) городского совета депутатов была открытой для публики, никаких вопросов, оставлявших государственную тайну и требовавших её закрытия для общественности, в повестке не было. Обсуждались текущие вопросы городской жизни, в частности, критическое состояние жилищно-коммунального хозяйства города. Присутствовавший на сессии журналист вёл аудиозапись, что почему-то вызвало неодобрение у председателя горсовета, потребовавшего прекратить ведение диктофонной записи. А чтобы придать своему требованию, сразу скажем, незаконному, большую значимость, спикер предложил проголосовать за запрет использования журналистом техники для ведения аудиозаписи, и депутаты на удивление легко проголосовали за это, тем самым фактически воспрепятствовав деятельности журналиста, готовившего отчёт с сессии городского совета. Попытка журналиста защитится федеральным законодательством, в частности, законом о СМИ, дающим право журналисту производить в публичных местах записи с использованием средств аудио - и видеотехники, осталась без результата, поскольку депутаты заявили, что в стенах горсовета они действуют в соответствии со своим уставом, который позволяет им любые организационные вопросы решать самостоятельно. А воля большинства депутатского корпуса, мол, состояла в том, чтобы запретить журналисту ведение диктофонной записи. Теперь нарушенное право журналиста на осуществление им профессиональной деятельности придётся отстаивать с помощью надзорного органа.

МАЙ, 29
СМИ Костромы
В Костроме напротив здания областной администрации 29 мая состоялся пикет против цензуры в средствах массовой информации. Его участниками стали гражданские и политические активисты, депутаты областной думы и представители общественных организаций. Санкционированное мероприятие началось в 12 часов на смотровой площадке возле входа в администрацию региона. На пикет в защиту свободы слова прибыли и сами журналисты: почти все ведущие издания и телекомпании Костромы прислали на место его проведения своих корреспондентов. По итогам пикета участники приняли резолюцию о «соблюдении части 5 статьи 29 Конституции РФ – о запрете цензуры в СМИ». Данный документ собравшиеся неравнодушные граждане планировали вручить губернатору, однако никто из высокопоставленных чиновников обладминистрации на встречу с пикетчиками не вышел.

МАЙ, 29
Газета «Покров смотрит в будущее»
Решением и. о. главы города Покрова (Владимирская область) Вячеслава Аракелова изъят весь тираж городской общественно-политической газеты «Покров смотрит в будущее». В администрации решили выпустить новый номер взамен ликвидированного. Редакция будет договариваться с типографией, а позднее газета выйдет в свет уже без статьи, которая очень не понравилась городским властям. На убытки решили не обращать внимание. Читатели 33polit.info прислали сообщения с изложением статьи и её копией. В газете было опубликовано письмо представителя инициативной группы Абдуллы Омарова. В своём письме он ведёт речь о первом общегородском собрании, которое состоялось в Покрове 18 января 2015 года. Решение о его проведении было принято Советом народных депутатов города. Автор пишет о том, что собрание жителей выразило недоверие председателю Совета народных депутатов Олегу Кислякову и предложило ему сложить свои полномочия.

МАЙ, 30
Эрдэм Гомбоев
В Улан-Удэ после митинга за отставку правительства Бурятии были задержаны несколько человек. Уведомление о мероприятии было подано в установленные законом сроки, но сотрудники полиции взяли одного из инициаторов митинга Аркадия Зарубина за якобы несанкционированные лозунги. Затем полиция пыталась задержать журналиста АРД Эрдэма Гомбоева и еще нескольких человек. «Ситуация накалилась, но в дело вошли наши аксакалы. Дедушки и бабушки буквально вырвали Эрдэма и парней из рук правоохранителей. Вмешались также лидер Конгресса бурятского народа Роман Нимаев и депутат Госдумы РФ Вячеслав Мархаев», - пишет издание АРД.

МАЙ, 30
Мустафа Найем
Представители проекта «Открытая библиотека» сделали официальное заявление, в котором объяснили решение отказаться от приглашения к участию в «майских диалогах» журналиста «Украинской правды» Мустафы Найема. «В течение последних нескольких дней в наш адрес - как в целом проекта, так и персонально его организаторов и участников - поступило огромное количество угроз. От иллюзорных до вполне реальных. Это связано с проведением одного из «майских диалогов», участником которого должен был стать Мустафа Найем. Отдавая себе отчет в том, что мы не можем обеспечить (наши возможности крайне ограничены) абсолютную безопасность самого участника Диалога, а также многочисленных зрителей и гостей Проекта, мы приняли очень непростое для себя решение. Мустафа Найем не примет участия в Майских Диалогах Открытой Библиотеки», - говорится в заявлении.

МАЙ, 31
Дарья Костромина
Антивоенную акцию в центре Москвы разогнали провокаторы из группы SERB – они напали на участников пикета и журналистов. Акцию проводили активисты движения «Солидарность» возле станции метро «Сухаревская». Противники акции бросались зеленкой и яйцами. Активиста «Солидарности» Марка Гальперина избили, повалив на землю. В числе пострадавших - журналистка Граней.Ру Дарья Костромина. Ее тоже облили зеленкой. Находившиеся на месте проведения акции полицейские в это время бездействовали. Позднее были задержаны пятеро нападавших, в том числе лидер SERB Игорь Бекетов. Их отвезли в ОВД «Красносельское» и отпустили без составления протокола. Около двадцати пострадавших написали заявления и были опрошены дознавателем. Активисты вновь обратились в полицию, когда сербовцы садились в метро. Сотрудники линейного отдела полиции задержали Тарасевича и его спутников, однако, выслушав объяснения обеих сторон, решили, что оснований для задержания нет, так как конфликт произошел не на подведомственной им территории.

Хартыя`97, 1 июня нападение

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни