Результаты мониторинга
12 Марта 2015 года

Результаты мониторинга ФЗГ – февраль 2015

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов1 (Андрей Савченко, бывший корреспондент оппозиционной газеты «День Сибири», Иркутск).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры2 (газета «Мурманский вестник», Мурманск; ИА Ura.ru, Свердловская область)

Уголовное преследование журналистов и СМИ().

Увольнение редактора, журналиста – 2 (Надежда Щербина, редактор муниципальной газеты «Азовская неделя», Ростовская область; Павел Кольцов, журналист «41 канала», Екатеринбург).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 1 (Павел Шехтман, независимый журналист, Москва).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 14

на сумму 5 020 033 рубля.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 5, удовлетворено – 4, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 12 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 41

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 1 (Яна Киблицки, главный редактор газеты «Московский комсомолец» в Серпухове», Московская область).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – 2 (телекомпания ТВ 2, Томск - в кабельных сетях; «Радио России» в Омской области).

Прекращение выхода СМИ 2 (ИА Ura.ru, Свердловская область; газета «Репортер», Саратов).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Чувашия сегодня», Чувашия)

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий2 (сайт газеты The Moscow Times, Москва; ИА «PenzaNews», Пенза).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (видеокамера редакции газеты «Ярцево – наш город», Смоленская область).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление()Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 37

ФЕВРАЛЬ, 1
Телекомпания ТВ 2
Снова тысяч горожан собрались в Томске на митинг в поддержку телекомпании ТВ 2. Кажется, напрасно власти надеялись, что, уйдя из эфира, ТВ 2 исчезнет, и протестные настроения томичей по поводу ее отключения постепенно сойдут на нет. Потому что новости нынче, даже самые важные, сгорают быстро, как спички, или как фидеры (напомним, с выхода из строя этого устройства началась «спецоперация» по ликвидации ТВ 2), но телекомпания, которой уже практически нет (на данный момент продолжается вещание только в кабеле, но 8-го февраля уйдет и оттуда – по решению Роскмнадзора срок лицензии истечет) держится в топе уже третий месяц. К огорчению местных, да и федеральных властей, никуда она не делась: просто голос ее сошел с телеэкранов и стал голосом улицы, главной площади города (главная – вовсе не та, где стоят административные здания, а та, где собираются люди). 1-го февраля прозвенел он на 20-тиградусном морозе сотнями колокольчиков. Полиция снова ошиблась в подсчете: по ее данным, в акции приняли участие 800 человек, по свидетельствам очевидцев - не меньше 4 000 человек, как и на двух декабрьских митингах, о которых рассказывалось в дайджесте № 689 (см. монитор за декабрь 2014 года). Столько же подписей добавилось к ранее собранным и переданным в администрацию президента РФ. Сбор подписей, говорят организаторы митинга (они – волонтеры, а не работники телевидения) будет продолжен. К землякам обратилась телеведущая Мелани Бачина: «14 тысяч подписей было поставлено под письмом президенту, а что мы получили в ответ? Бюрократическую отписку очередную – подобные получают многие из вас, когда обращаются государственные структуры. Это ответ государства, обозначенного конституцией, как демократическое, а на деле оно оказывается бюрократическое». Ярко и решительно выступил декан факультета журналистики Томского госуниверситета Юрий Ершов: «Сюда пришли многие люди из университетского гнезда. Так случилось, что филологический факультет и факультет журналистики дали целую плеяду творческих и неравнодушных выпускников, которые и создали эту телекомпанию… За последние два десятилетия телекомпания ТВ 2 стала, наверное, самым значительным проектов, который родился в Томске. Вы можете мне не верить, но «погуглите» или забейте в «Яндексе», узнаете, что ТВ 2 - это лучшая региональная компания. Три миллиона подтверждений найдете, все самые авторитетные специалисты в области телевидения подтверждают, что это действительно классная компания. А много ли у нас в городе еще проектов, которые были бы известны на всю страну? Я думаю, что нам надо возвысить свой голос, показать, что мы народ и не нужно нам указывать, что нам смотреть и что нам слушать, потому что мы не безголосая биомасса». «Я должен констатировать, что вещать на осталось неделю. 9 февраля мы уйдем и из кабеля. И история ТВ 2, в том виде, в котором она просуществовала почти четверть века, уйдет. Но будет что-то другое. Что именно, сказать пока сложно. Мы проиграли этот раунд, не помогло ничего. Но еще не вечер! ТВ 2 в любом случае окажется в истории Томска, а вот окажутся ли там люди, которые принимали участие в этой войне на той стороне, я не знаю. Я надеюсь, что изменения в стране произойдут, и мы все-таки вернемся в эфир» - сказал президент телекомпании Аркадий Майофис. Под песню сибирского барда Александра Башлачева участники митинга звонили в колокольчики, которые раздали им волонтеры. В этой задумке организаторов – высокий духовный и прямой политический смысл. В песне Башлачева есть такие слова: «Если нам не отлили колокол, значит здесь время колокольчиков». Колоколом в Томске была ТВ 2, от которой родились, и будут еще рождаться, тысячи колокольчиков. Когда потеплеет, на акции, может статься, выйдет еще больше людей. Местным властям предстоит еще пережить Томскую весну.

ФЕВРАЛЬ, 2
Газета «Суть»
Суд города Балаково (Саратовская область) вынес решение по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации Михаила Кискина к ООО «Редакция газеты «Суть» и главе администрации района Ивану Чепрасову. Причиной обращения в суд стало публичное заявление Чепрасова, в котором тот назвал Кискина «нищим и убогим», из-за того, что бывшим работникам аффилированного ему предприятия «Гарант-строй» «показали фигуру из трех пальцев». Как пишет «Суть», высказывание Чепрасова было широко растиражировано большинством местных СМИ, но только публикация в газете «Суть» и на её сайте вызвала у Михаила Кискина моральные и нравственные страдания, которые его представитель оценил в 1 миллион рублей. Такую сумму Кискин пожелал взыскать с «Сути» и Чепрасова. «Несколько заседаний кряду ответчики пытались выяснить, каким конкретно бизнесом владеет Кискин, так как фирмы, приписываемые ему, на самом деле принадлежат членам его семьи. В частности, «Гарант-строй» (собственник – дочь КискинаВолкова), работницы которого были уверены, что трудятся на Кискина-старшего, вели с ним личные переговоры и даже ездили строить санаторий «Лагуна» в Абхазию. 2 февраля выяснилось, что 64-летний Михаил Кискин является пенсионером, ничем осязаемым и не владея. С обращения женщин-маляров к главе администрации Чепрасову, который высказался об этом на планёрке в мэрии, и началась скандальная история, по которой судья Комаров вынес судебное решение. Зачитана была только резолютивная часть судебного решения, удовлетворившего миллионный иск Кискина частично. Помимо требований опровержения о «нищете» и «убогости» Кискина, суд постановил взыскать с «Сути» и администрации Балаковского муниципального района равные суммы – по 10 тысяч рублей. Таким образом, первоначальная исковая сумма была снижена судьей в 50 раз.

ФЕВРАЛЬ, 2
СМИ Крыма
На своей 15 сессии первого созыва депутаты Керченского городского совета приняли положение «Об аккредитации представителей средств массовой информации при Керченском городском совете Республики Крым». Как и любые нормативные акты, положения и правила аккредитации должны соответствовать российскому законодательству, в первую очередь специальному Закону РФ «О СМИ». Эти нормативные акты не должны вступать в противоречие с принципами Конституции РФ, общепризнанными нормами международного права, они также не могут противоречить нормам, обладающим большей юридической силой, ущемлять свободу массовой информации и необоснованно ограничивать профессиональные права журналистов. В п. 11. предусмотрены права, которые дает аккредитация. Таким образом, Положение ставит возможность реализации указанных прав в зависимость от наличия у журналиста аккредитации.

ФЕВРАЛЬ, 3
Дмитрий Флорин
В Москве журналист Дмитрий Флорин прибыл на Лубянскую площадь, где партия «ЯБЛОКО» проводила акцию за свободу Светланы Давыдовой, арестованной за сообщение в посольство Украины об услышанным ей в маршрутке разговоре о передвижении войск на Донбассе. К 12 часам Флорин вышел из подземного перехода возле ФСБ и стал раскладывать штатив для видеосъемки. Через 30 секунд к нему подбежал сотрудник ДПС, который, не представившись, не предъявив нагрудный знак, не пояснив причину обращения, в грубой форме приказал убрать аппаратуру. Полицейский заявил, что у журналиста для видеосъемки должно быть какое-то специальное разрешение. Дмитрий Флорин ответил, что согласно закону о СМИ, он имеет право выполнять свои профессиональные обязанности и выполнять видеосъемку в общественных местах. Полицейский продолжал настаивать на прекращении приготовлений к съемке в связи с отсутствием у журналиста некоего «специального разрешения». Тогда журналист включил камеру в режим видеозаписи и предложил полицейскому повторить сказанное им на камеру, а также выполнить требования «Закона о полиции» - представиться, показать жетон и объяснить причину обращения. Сотрудник ДПС отвернулся, спрятав лицо от объектива, и сказал, что у журналиста «сейчас будут неприятности». О том, что возле ФСБ «журналист хочет производить съемку» полицейский сообщил кому-то по рации. Ему ответили, чтобы тот ждал команды. Полицейский отошел в сторону. Всю дальнейшую работу Флорина на пикете этот полицейский находился рядом с журналистом, смотрел, что он снимает и периодически докладывал об увиденном по рации. В заключение после окончания акции полицейский проводил журналиста до подземного перехода, видимо, так и не дождавшись команды от своего руководства.

ФЕВРАЛЬ, 3
Газета «Московский комсомолец в Чебоксарах»
Газета «Аргументы и факты - Чувашия»
Газета «Наша версия»
Газета «Чувашия сегодня»
Власти Чувашии ополчились на региональные приложения газет «МК», «АиФ» и «Наша версия», рассказывающие о деятельности Михаила Игнатьева и его команды. Теперь под разбор попало и местное печатное СМИ - бесплатный еженедельник «Чувашия сегодня», выпускающийся тиражом 150 тысяч экземпляров, что и пугает администрацию главы Чувашии. Инцидент произошел вечером 28 января в Чебоксарах. Распространительница газеты «Чувашия сегодня» рассказала: «Я раскидывала газеты «Чувашия сегодня» в доме №19 по улице Гастелло. Подходит молодой человек и интересуется, что распространяю. Объяснила. Потом он следом за мной вышел из подъезда. Позвонил куда-то по сотовому телефону и сфотографировал меня на мобильный. Перешла к дому №21 по той же улице. Незнакомец следовал за мной. Тележку, в которой лежало около 1000 газет, оставила у подъезда. Когда вышла из дома - ни коляски, ни газет. Давай искать. Тут подъехал наряд полиции. Объяснила им, что у меня тележку с газетами украли. При мне они стали газеты из почтовых ящиков доставать! Стали меня насильно сажать в машину, требовали, чтобы я проехала с ними. Отказалась. Позвонила другим распространителям, которые связались с нашим юристом». «Когда я разговаривала с полицейскими, – продолжает рассказ другая распространительница, они сказали, что им позвонили из администрации главы Чувашии и сообщили, что распространяется газета, порочащая Игнатьева. Вот они и приехали, чтобы проверить сигнал. Но если наша газета порочащая, пусть подают в суд и доказывают, что там написана неправда». Это уже не первое подобное ЧП с газетой «Чувашия сегодня» 25 января в Ибресинском районе распространителей газеты задержали полицейские, запрещая им раскладывать газеты по почтовым ящикам и угрожая возможными «проблемами». Газету в количестве 100 экземпляров у распространителей изъяли. В Шумерле и Алатыре местные администрации пытаются узнать имена разносчиков газеты «Чувашия сегодня». С каждым выявленным беседуют лично. Давление также оказывают через родственников, грозят увольнением и прочими карами. Чтобы только газета не дошла до читателей. На днях при главе Чувашии прошло совещание, на котором Игнатьев потребовал от подчиненных, в первую очередь от местных администраций, навести порядок с распространением оппозиционных изданий, в том числе газет «МК» в Чебоксарах», «Наша версия», «АиФ» - Чувашия» и «Чувашия сегодня». Представителей УК, дворников, уборщиц уже собирали и дали по этому поводу указания. Газету «Чувашия сегодня» их заставляют доставать из почтовых ящиков.

ФЕВРАЛЬ, 3
СМИ Омска
В Омске СМИ не разрешили присутствовать в суде при прослушивании загадочного разговора между Сарояном и Тюфягиным. Замдиректора ООО «Ремдорстрой» Норик Сароян ушел в несознанку, утверждая, что не помнит, с кем, когда и при каких обстоятельствах разговаривал. Объясняя это тем, что из-за стресса забыл не только разговоры, но и дни рождения своих детей. Следующим поводом для дискуссии сторон на судебном заседании в отношении Норика Сарояна и Михаила Тюфягина стало ходатайство со стороны государственного обвинителя. Прокурор Дмитрий Казанник ходатайствовал об оглашении протокола записи с Тюфягиным и Сарояном, произведенную оперативными работниками в следственном изоляторе. Однако данное заявление возмутило представителей защиты как одного, так и другого подсудимого. Контраргументом стал тот факт, что запись не относится к данному судебному процессу и была изначально сделана для проведения фоноскопической экспертизы. Что это была за запись, и каково ее содержание, присутствовавшим журналистам узнать не удалось ввиду того, что адвокаты подсудимых, собственно, как и они сами, наотрез отказались заслушивать ее в открытом слушании. Выпроводив СМИ из зала судебных заседаний, суд продолжился в закрытом режиме.

ФЕВРАЛЬ, 3
НТВ
Сопредседатель партии РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов сообщил, что подал иск к телекомпании НТВ о защите чести, достоинства и деловой репутации. Господин Касьянов требует компенсацию в размере 1 млн руб. и опровержение утверждений НТВ о том, что, будучи замминистра финансов в 1998 году, он причинил вред интересам России. Иск к телекомпании НТВ Михаил Касьянов в Пресненский райсуд Москвы. «Распространенные каналом НТВ сведения и утверждения являются ложью и порочат мою репутацию и достоинство», - сообщил он в Facebook. Речь идет о передачах, «в которых содержатся утверждения» о том, что господин Касьянов, «будучи заместителем министра финансов, в 1998 году умышленно совершил действия, причинившие существенный вред интересам России, названные хищением». «Конкретно в этих фильмах утверждается, что я руководил группой олигархов, организовавших исчезновение $4,5 млрд кредита МВФ», - добавил Михаил Касьянов. Как сообщил господин Касьянов, его иск к НТВ основан на показанной 6 марта 2013 года программе «ЧП: расследование. Список Браудера» и 16 ноября 2014 года «Глазами Шерлока Холмса. Литера «М». «Я НТВ не смотрю с декабря 2011 года, но мои соратники после ноябрьской программы начали звонить и говорить, что надо что-то делать, - отметил он. - Я посмотрел фильм, посоветовался с юристами, и мы пришли к выводу, что теперь НТВ прямо распространяет не соответствующие действительности сведения». Помимо опровержения сведений в эфире НТВ и на сайте телекомпании, где размещены записи программ, Михаил Касьянов требует взыскать с телеканала 1 млн руб.

ФЕВРАЛЬ, 3-10
ЗАКС.Ру
В Санкт-Петербурге с 3 по 10 февраля пресс-служба администрации губернатора отказывалась аккердитовывать фотокорреспондента и журналиста ЗАКС.Ру в столовую Смольного. Корреспонденты намерены были сделать фотозарисовку о том, как питаются чиновники в эпоху санкций. В пресс-службе заявили, что столовая государственного учреждения - личное пространство госслужащих, и отказали в аккредитации. «Во-первых, съемка физических лиц без их разрешения недопустима, а во-вторых, столовая - это личное пространство госслужащих. Это их личное время. Да и потом, прием пищи - это процесс интимный. Никаких комментариев и интервью брать в столовой также нельзя», - сообщили ЗАКС.Ру в пресс-службе. Каким внутренним документом регламентирован отказ, ЗАКС.Ру сообщить не смогли. Редакция информационно-аналитического издания ЗАКС.Ру тправила жалобу в прокуратуру Центрального района на действия пресс-службы губернатора Петербурга, которая отказалась дать аккредитацию корреспондентам издания.

ФЕВРАЛЬ, 4
Портал «Канонер»
Главред портала «Канонер» Дмитрий Ратников подал жалобу в Генпрокуратуру на непрофессионализм службы судебных приставов. Оказалось, текст официального запроса в службе могут просто не прочитать, а на частные запросы в госструктурах могут отвечать совсем не так, как на официальные запросы от СМИ. Поводом к обращению стала реакция службы судебных приставов на запрос Дмитрия Ратникова о причинах невыполнения судебных решений, которые уже вступили в законную силу. Дело в том, что с 2012 года было подано около 60 исков о незаконно построенных в Петербурге зданиях. Около половины из них суд удовлетворил, но реально ни одного сноса не произошло. За разъяснениями Ратников и обратился в службу судебных приставов, так как именно этот орган отвечает за выполнение судебных решений, контролировать это выполнение – его прямая обязанность. Хотя в СМИ привыкли к тому, что во многих случаях из государственных структур на официальные запросы приходят ответы, которые ничего не проясняют, в этот раз реакция стал совсем неожиданной. «Вместо того, чтобы сказать что-то вроде «мы считаем, что эти сведения вам нельзя сообщать, они представляют какую-то тайну», назвать хоть какую-то причину, мне прислали ответ, который касался моих личных дел, - рассказывает Лениздат.Ру Дмитрий Ратников. - Возникло ощущение, что в этой службе работают какие-то невероятные непрофессионалы, если не сказать более грубо». Ответ никоим образом не пересекался даже с темой обращения, как будто ничего, кроме имени пославшего запрос, в ведомстве не прочитали.

ФЕВРАЛЬ, 4
Михаил Кожухов
Российский журналист и телеведущий Михаил Кожухов, который в последнее время снимает передачи о путешествиях, рассказал, что не смог представить на суд телезрителей фильм о поездке в Северную Корею, поскольку вышестоящим руководителям он показался «слишком милым». Об этом Кожухов написал на своей странице в Facebook. По его словам, в КНДР он съездил несколько лет назад, незадолго до смерти Ким Чен Ира. «Понятно, в этом кино нет страстей о «кровавом режиме». Четыре уха слушали все, что я говорил в камеру, и нам разрешили снять только то, что разрешили», - пояснил подачу материала в фильме журналист. Поняв, что транслировать фильм о Северной Корее не хотят, Кожухов решил опубликовать его в открытом доступе, разделив на 7 частей. Первая из них уже появилась на странице журналиста в соцсети.

ФЕВРАЛЬ, 5
Газета «Саратовский репортер»
Реакция на критическую статью о работе УК «Наш дом» «Семейный бизнес Дмитрия Митина», последовала мгновенно. Правда, пока не со стороны прокуратуры, куда редакцией был направлен официальный запрос о принятии мер прокурорского реагирования по фактам, изложенным в статье, а со стороны самого героя публикации Митина. Критика ему не понравилась. И вместо того, чтобы принять меры по устранению недостатков в своей работе, Митин набросился на редакцию газеты. Точнее, на тех добровольных помощников, кто взялся помочь редакции в распространении газеты среди жильцов дома. О том, что произошло, уже известно в прокуратуре Саратовской области. 30 января около пяти вечера, пожилая женщина Э. Нарейка, являющаяся сотрудницей ООО «Дом Сервис», разносила по почтовым ящикам газету «Саратовский репортер» в городе Энгельсе. Неожиданно на ее пути появился герой публикации «Семейный бизнес Дмитрия Митина». Он был не один, рядом с ним было еще двое мужчин. Митин перегородил дорогу пожилой женщине, стал на нее кричать, стал угрожать. Выхватил у нее из рук сотовый телефон, стал хватать за руки и не выпускал из подъезда. При этом он угрожал пожилой женщине, что в отношении нее возбудят уголовное дело. Затем Митин позвонил кому-то. Буквально через несколько минут подъехала легковая машина, и из нее вышел лейтенант полиции. Не представившись, он стал разговаривать с перепуганной пожилой, 70-летней женщиной на повышенных тонах. И потребовал показать, что находится у нее в пакете. Получив отказ, лейтенант полиции, как потом рассказывала пожилая женщина, повел себя неадекватно: он схватил ее за руку и потащил к автомобилю. После такого обращения женщина сильно ударилась головой об автомобиль. В отделе полиции издевательства со стороны полицейского продолжились. Он силой потащил пожилую женщину к дежурному и усадил на стул. Вслед за полицейским в отдел подъехал сам герой публикации Митин и два молодых парня. Они почему-то вели себя в отделе как дома. Задержание женщины объяснили тем, что в газете содержатся сведения, порочащие честь и достоинство Митина. По его вызову и выехал лейтенант полиции А. Медведев. Между тем пенсионерку около полутора часов удерживали в отделе.

ФЕВРАЛЬ, 5
ВГТРК
Увидев по «России 1» новостной сюжет, в котором его обвиняли в ряде своих бед местные жители, председатель подмосковного поселка обратился в суд с иском о защите чести и достоинства. 4 февраля 2014 года в программе «Вести-Москва» вышел сюжет о конфликте жителей подмосковного поселка с его председателем Андреем Авериным. Начинался новостной ролик с подводки ведущей: «А вот жители поселка Старая Мельница в Раменском районе остались и без денег, и без коммунальных услуг. Люди отдали внушительные суммы за подключение к электросетям, но свет в домах горел недолго. Сейчас провода обрезаны, от жителей опять требуют большие деньги. В холода многие покинули поселок, но некоторым ехать оказалось просто некуда». Далее были показаны сами недовольные жители, которые рассказали, что электричество у них отключили в самый мороз, а «фашист»-председатель, угрожая не подключать электропитание и дальше, потребовал заплатить 300 000 руб. Заканчивался сюжет следующими словами корреспондента: «Люди пишут письма с жалобами, но в прокуратуре самоуправства и вымогательства в действиях Андрея Аверина пока не видят. Мособлэнерго предлагает судиться с председателем». Председатель коттеджного поселка Аверин посчитал сюжет порочащим его честь и достоинство, а приведенные в нем сведения не соответствующими действительности и 13 ноября 2014 года обратился в Савеловский суд с иском к ФГУП «ВГТРК». Он потребовал дать в эфире опровержение, а также принести ему извинения за порочащую информацию. В исковом заявлении Аверин отметил, что сам не отключал электричество, а сделало это ОАО «Мособлэнерго». Отвергал он и обвинения в принуждении жителей поселка к внесению дополнительной оплаты. Судья в удовлетворении требований истцу отказал.

ФЕВРАЛЬ, 5
Сайт «Интернет-газета Newslab»
Сайт «Городские Новости РФ»
Прокуратура Красноярского края вынесла предупреждения двум региональным интернет-изданиям за публикацию снимков с нацистской символикой. Об этом сообщается на сайте ведомства. Нарушения были выявлены на сайтах «Интернет-газета Newslab» и «Городские Новости РФ». Оба издания 21 января проиллюстрировали статью об осквернении памятников воинам Великой отечественной войны снимками с места происшествия. На фотографиях видны свастики, нанесенные неизвестными на монумент. В прокуратуре пришли к выводу, что публичная демонстрация нацистской символики является пропагандой националистической идеологии, носит кощунственный характер и оскорбляет чувства большинства людей. Публикация подобных снимков нарушает законы «О противодействии экстремистской деятельности». Сейчас на портале Newslab.Ru фото отретушировано, а «Городские новости» удалили материал.

ФЕВРАЛЬ, 5
Сайт газеты The Moscow Times
Сайт газеты The Moscow Times, одной из самых популярных англоязычных газет в России, со вчерашнего дня остается недоступным. Как сообщается сегодня в Twitter, пока неизвестно, когда он возобновит свою работу. Сбой в работе сайта произошел 4 февраля. Сотрудники издания написали в социальной сети, что, по всей вероятности, это связано с тем, что он стал объектом целенаправленной атаки. The Moscow Times иногда публикует материалы, в которых подвергаются критике Президент России Владимир Путин и его правительство.

ФЕВРАЛЬ, 5
Портал JustMedia
ИА «Новый регион»
Представители средств массовой информации Свердловской области утверждают, что становятся объектом гонений со стороны областных властей руками полиции. Поводом для преследований становятся якобы неудобные вопросы и публикации со стороны журналистов. Силовики утверждают, что действуют строго в соответствии с законодательством, а правозащитникам вообще непонятен механизм привлечения к ответственности. Как отмечает портал JustMedia, в редакцию стали звонить сотрудники ГУ МВД России по Свердловской области и Следственного комитета. «Против нашего агентства может быть возбуждено уголовное дело по статье 137 УК РФ («Нарушение неприкосновенности частной жизни»), – утверждают журналисты. – В данный момент проводится проверка, решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Следователь не сообщил, кто из чиновников подал заявление, однако поводом для него стала новость о новогоднем вояже министра Алексея Пьянкова и некоторых его подчиненных в Таиланд, который, судя по опубликованным в СМИ документам, обошелся чиновникам почти в 4 миллиона рублей». «В Свердловской области, похоже, появляется цензура», – отмечают журналисты. Почти в аналогичной ситуации оказались наши коллеги из информационного агентства «Новый регион». 23 января на открытии Центра медицины катастроф корреспондент Максим Бородин попросил главу региона прокомментировать коррупционный скандал в Сысерти, в который может оказаться втянут замминистра по управлению госимуществом Свердловской области Артем Богачев. На что Евгений Куйвашев ответил, что на месте чиновника подал бы на журналистов в суд, в котором губернатор пообещал поддержать замминистра.

ФЕВРАЛЬ, 6
Газета «Известия»
Исковое заявление оперной певицы и по совместительству депутата Госдумы Марии Максаковой-Игенбергс к газете «Известия» рассмотрит Савеловский суд Москвы. Она обвиняет издание в нанесении морального ущерба и требует взыскать с него один миллион рублей. На первом заседании по существу суд удовлетворил ходатайство истицы об отложении рассмотрения дела. Следующее заседание назначено на 10 марта. К этому времени представители истицы должны будут предоставить суду результат депутатского запроса в Госдуму о достоверности сведений, указанных в оспариваемой статье, сообщает РАПСИ. Поводом для иска послужила публикация в июле прошлого года в газете «Известия» материала под заголовком «Депутат Максакова давит на следствие по делу брата». В тексте утверждается, что истец якобы использовала свое служебное положение для воздействия на работу правоохранительных и судебных органов. Певица требует от редакции газеты удалить спорный материал, опровергнуть изложенные в нем сведения и выплатить компенсацию морального вреда в размере одного миллиона рублей.

ФЕВРАЛЬ, 6
Все СМИ
Члены Общественного совета Минкомсвязи от его секретаря Олега Кузнецова получили законопроект который, в соответствии с текстом пояснительной записки, уточняет и совершенствует процедуру регистрации СМИ. Об этом рассказали несколько участников совета. Им предложено оценить законопроект до 16 февраля. Авторы поправок в документе не указаны. Источник в профильном комитете Госдумы полагает, что текст разработан Минкомсвязи. Но представитель министерства не стал этого комментировать, сообщают «Ведомости». Законопроект, как следует из пояснительной записки к документу, уточняет и совершенствует процедуру регистрации СМИ. В частности, поправки вносятся в 54 статью закона «О СМИ», регулирующую распространение зарубежной информации в нашей стране. В ней прописываются условия для отказа в получении печатным периодическим СМИ разрешения на работу в нашей стране. Действующий закон описывает необходимость получения такого разрешения, однако в нем не предусмотрены основания ни для отказа в выдаче такого разрешения, ни для отзыва ранее выданного разрешения, говорится в пояснительной записке, тогда как для российских СМИ такая процедура в законе прописана, сообщают авторы документа. Эта поправка регулирует проблему, связанную с очевидным пробелом в действующем законодательстве, говорится в записке. Основанием для отказа в выдаче такого разрешения может стать наличие недостоверной информации в издании, наличие СМИ с таким же названием, а также несоответствие продукции зарубежного печатного СМИ требованиям закона о противодействии экстремизму. Аннулировать разрешение на распространение информации в России может уполномоченный правительством орган (Роскомнадзор) в том случае, если издание нарушает закон о противодействии экстремизму. Под зарубежным печатным периодическим СМИ понимается издание, не зарегистрированное в России и имеющее место постоянного пребывания учредителя или редакции за пределами нашей страны. К таким изданиям можно отнести СМИ, финансируемые иностранными государствами, юрлицами или гражданами.

ФЕВРАЛЬ, 6
«Фонтанка.Ру»
«Коммерсант»
В Санкт-Петербурге работе представителей СМИ в здании Василеостровского суда, где должен был проходить допрос замминистра обороны Николая Панкова, пытались помешать неизвестные. Перед началом заседания по делу бывшего директора Военно-морского музея Лялина, на котором должны допросить статс-секретаря Николая Панкова, двое неизвестных помешали фотографам «Фонтанки» и «Коммерсанта» проводить съемку. Двое мужчин бросились закрывать проходящего по коридору замминистра. Один из них ударил папкой по камере фотокорреспондента газеты «Коммерсант». Представиться мужчины отказались. Журналисты обратились к судебным приставам с требованием восстановить порядок и зафиксировать факт воспрепятствования профессиональной деятельности, однако сотрудники ФССП ответили отказом, заявив, что «ничего не видели», сообщает «Фонтанка.Ру».

ФЕВРАЛЬ, 6
Медиахолдинг «Ньюсмедиа»
В производстве Савеловского суда Москвы находится дело по иску телеведущей Виктории Бони к медиахолдингу «Ньюсмедиа» о защите чести, достоинства и деловой репутации. Поводом для иска послужила публикация на сайте super.ru, входящем в холдинг, материала, содержащего интимные фотографии якобы заявительницы. Телеведущая утверждает, что на фото изображена не она, а сама публикация, включая фотографии и подписи к ним, наносит ущерб ее репутации, в связи с чем она просит суд обязать ответчика удалить статью с портала. Материальных требований в иске не заявлено. Представитель Бони заявил, что истица хочет лично явиться в суд и доказать свою правоту, в связи с чем попросил заседание отложить. Суд удовлетворил ходатайство.

ФЕВРАЛЬ, 7
Андрей Савченко
В Иркутске неизвестные злоумышленники совершили нападение на журналиста Андрея Савченко, ранее трудившегося в оппозиционной газете «День Сибири». В результате нападения журналист госпитализирован, ему провели операцию. Нападение было совершено в Академгородке Иркутска после 22:00. Журналист отправился из дома в ближайший магазин за сигаретами, по пути неизвестные нанесли ему удар по голове сзади, после чего он потерял сознание. Очнулся Андрей Савченко только спустя несколько часов вдали от места происшествия, причем в одном нижнем белье. Нападавшие сняли с него даже обувь. Мужчина предпринял попытку самостоятельно добраться домой, но безуспешно. Периодически он терял сознание. В очередной раз, придя в себя, журналист обнаружил, что его везут каретой скорой медицинской помощи в больницу. Из-за длительного нахождения на морозе Андрей Савченко получил обморожение некоторых пальцев ног, избежать ампутации, к сожалению, не удалось. От сильного удара по голове у него произошла частичная потеря памяти.

ФЕВРАЛЬ, 9
«Институт региональной прессы»
В ФЗГ поступила информация о том, что «Институт региональной прессы» проиграл апелляцию по делу о ведении деятельности без регистрации в качестве иностранного агента. Известная петербургская некоммерческая организация и ее юристы намерены бороться с этим решением. 23 января 2015 года в Куйбышевском районном суде Санкт-Петербурга состоялось заседание по апелляционной жалобе «Института региональной прессы» (ИРП) на решение мирового судьи от 9 декабря 2014 года, которым эта НКО признавалась нарушившим законодательство и уклонившимся от подачи документов для включения в реестр иностранных агентов. Если даже не задумываться о справедливости и законности объявления ИРП иностранным агентом, достаточно посмотреть, сколько процессуальных ошибок совершили чиновники, стараясь навесить позорный ярлык. Именно это доказывали юристы, представлявшие интересы ИРП, мировому судье и апелляционной инстанции. Но судьи остались глухими к доводам. Между тем, правовые «неувязочки» действительно многочисленны. Административное дело против организации возбудили на основании протокола, который был составлен без участия ее представителей, хотя закон прямо предоставляет такое право. Почему? Да потому, что уведомление о его составлении было отправлено чиновниками спустя четыре дня после самого события. Интересно, что суды обычно довольно скрупулезно исследуют такие нарушения, отменяя не только решения государственных органов, но и решения судебной же системы, если документ был не доставлен или несвоевременно отослан заинтересованному лицу. В итоге в ИРП уведомление получили позже, чем составили протокол. Причем вызывали представителей организации к 15 часам, а сам протокол был составлен в указанный день уже в девять утра. Логика подсказывает единственный вариант, как так могло случиться: если решение отправляли действительно постфактум, и время его составления уже не имело значения. Но это еще только цветочки по сравнению с явным расхождением между содержанием уведомления и собственно протоколом. Вместо статьи 19.4 Кодекса об административных правонарушениях («Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль»), которая предусматривает штраф до 2 тысяч рублей, речь в протоколе шла уже о статье 19.34 КоАП («Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента»). Сумма возможного штрафа выросла в 250 раз – до 500 тысяч рублей! Когда в суде еще в декабре исследовали оба экземпляра уведомления – того, что был выслан в адрес ИРП, и представленного Минюстом, – цифра «3» в номер статьи оказалась только в последнем. Притом она была явно вписана рукой в напечатанный принтером текст. Тем не менее, суд удовлетворился объяснением чиновников об «ошибке принтера». Не удивила и апелляционную коллегию своеобразное поведение техники, вдруг научившейся самостоятельно писать от руки, как если бы она была человеком! О сути претензий к «Институту региональной прессы» можно судить хотя бы по положенной в основание составленного протокола экспертизе, в которой произвольно толкуется понятие политической деятельности (используется некий словарь, а не юридические определения), а также по претензиям к событиям, которые произошли более трех месяцев до даты его составления, что, по закону, является сроком давности для административного правонарушения. Но и эти доводы судьи отвергли с ходу. Еще один интересный момент: в суде был задан вопрос, в чем заключается политическая деятельность ИРП. Весьма характерно, что ответить на этот простой вопрос представители госорганов не смогли (возможно, именно поэтому им так потребовалась странная экспертиза, о которой говорилось выше). Когда знакомишься с этим делом, вызывает оторопь явная предвзятость, как чиновников, так и судебной вертикали к ИРП. И это – своеобразная «черная метка», которая говорит о том, что государственная машина готова преследовать любую организацию, стремящуюся действовать независимо и не в русле госполитики. Теперь «Институт региональной прессы» должен заплатить штраф в размере 400 тысяч рублей. Но сдаваться организация и ее юристы не намерены. Они будут и далее обжаловать подобные решения, пользуясь всеми возможными инструментами, включая обращение в вышестоящие судебные инстанции и ЕСПЧ. Напомним, что параллельно руководитель ИРП Анна Шароградская сражается с государством за возвращение изъятых «носителей информации» (см. монитор за ноябрь 2014 года), а также готовится отражать атаку после угрозы возбуждения уголовного дела на основании еще одной экспертизы: в материалах, изъятых у правозащитницы, обнаружилось более сотни документов, содержащих слова «методы терактов», «государственный переворот», «методы национальной пропаганды». Поскольку речь идет о публикациях в отечественной прессе и аналитических материалах на тему журналистской этики и языке вражды, странно было бы их не обнаружить. Ведь, как известно, государственные ведомства вместо борьбы с реальным экстремизмом и терроризмом предпочитают преследовать правозащитников, которые бьют в колокол, указывая на наличие проблемы.

ФЕВРАЛЬ, 9
Надежда Щербина
В октябре прошлого года в кабинетах азовских градоначальников сменились хозяева: бывший мэр Сергей Бездольный возглавил городской совет депутатов, а главой города, или сити-менеджером, стал предприниматель и депутат Ростовской городской Думы Игорь Щепелев. Собранию депутатов Азова его представлял зам. губернатора Ростовской области Александр Ищенко, его рекомендаций оказалось достаточно, чтобы депутаты проголосовали за эту кандидатуру единогласно. Вскоре после своего назначения Игорь Щепелев встретился с редактором муниципальной газеты «Азовская неделя» Надеждой Щербиной и предложил ей и дальше работать в этой должности. Как сказала корреспонденту ФЗГ сама Щербина, она составила программу на 2015 год по всем направлениям деятельности редакции – от финансовой устойчивости до подписных компаний – и начала уже их осуществлять, как вдруг… Как вдруг уже в январе глава города объявил редактору, что не будет продлевать с ней контракт, срок которого к этому времени как раз истек. Щербина даже не смогла сдать дела (включая печать муниципального унитарного предприятия «Редакция газеты «Азовская неделя») новому редактору. Та, в свою очередь, не смогла оформить вовремя право своей подписи под редакционными документами в банке, из-за чего газета не приняла участие в тендере на право публиковать официальные документы городских властей. Конкурс выиграла и получила деньги некая фирма из города Ейск Краснодарского края. В журналистских кругах живо обсуждается вопрос, за что Надежду Щербину отправили в отставку, заменив опытного редактора (Щербина, собственно, и создала «Азовскую неделю» 15 лет назад) на совершенно неопытного, которому еще, как говорится, учиться, учиться и учиться? «Азовская неделя» была достаточно устойчивой в финансовом плане за счет поступлений от рекламы и адресной корпоративной подписки, и при этом исключительно лояльной местной и всей прочей власти. Что же тогда случилось? В кулуарах ходят разговоры, что новый городской голова решил слить районную газету «Приазовье», тоже муниципальное предприятие, с городской «Азовской неделей» и назначить редактором объединенного издания «своего человека». Такая вот интрига, не имеющая никакого отношения к интересам дела. Муниципальные издания как были «карманными» у городских и районных начальников, так и остались, а журналисты в этих газетах как были крепостными (о чём мы неоднократно писали), так и остались крепостными. А все разговоры о реформе государственной и муниципальной прессы, которые велись на самом высшем уровне, оказались только пустым сотрясением воздуха.

ФЕВРАЛЬ, 9
Агентство «Росбизнесконсалтинг»
В ФЗГ поступила информация о том, что в производстве Савеловского районного суда Москвы находится дело по иску о защите чести и достоинства, который был предъявлен Сергеем Кургиняном к Александру Дугину и агентству «Росбизнесконсалтинг». Поводом для иска послужила публикация в этом издании статьи, в которой, в частности, говорится: «Далее Дугин … обрушивается с критикой на сторонников политолога Кургиняна: «Бесноватые сторонники изменника Кургиняна, работающего на олигархов, «ЮКОС» и Израиль». Считая эти сведения не соответствующими действительности, истец просит суд обязать ответчиков опровергнуть распространенные сведения и взыскать с них по 2 500 000 рублей.

ФЕВРАЛЬ, 9
Телекомпания ТВ 2
В ночь на 9 февраля телекомпания ТВ 2 (Томск) прекратила вещание в кабельных сетях. Вещание прекратилось в полночь. Телекомпания ТВ 2 перестала выходить в аналоговый эфир еще ночью 1 января 2015 года. Вещать канал смог только «в кабеле». Это произошло, потому что Томский областной радио-телевизионный передающий центр (государственный монополист) в одностороннем порядке разорвал с ТВ 2 договор о предоставлении услуг связи. О своем решение ОРТПЦ уведомил руководство телеканала еще в ноябре 2014 года. Инициативная группа томичей провела в декабре пикет и митинг в поддержку канала. Удалось собрать почти 14 тысяч подписей в поддержку, которые доставили в канцелярию президента. Таким образом, томичи попросили главу государства помочь разрешить ситуацию. В предварительном ответе из приемной Президента говорится, что Российская телевизионная и радиовещательная сеть отказалась от связной лицензии на частоту, на которой вещала телекомпания ТВ 2.

ФЕВРАЛЬ, 9
Газета «Мурманский вестник»
В ФЗГ поступила информация о том, что коллектив редакции газеты «Мурманский вестник» обратился с письмом к председателю и депутатам Мурманской областной думы с письмом, в котором, в частности, идет речь о сокращении бюджетного финансирования редакции, а также о том, и.о. главного редактора Г. Шедченко не собирается соблюдать устав редакции и Федеральный закон «О СМИ». «Журналистские тексты отсылаются на согласование в аппарат правительства области и, по словам самой Г. Н. Шедченко, лично вице-губернатору А. А. Векшину. На него же ссылается и.о. редактора при поручении корреспондентам некоторых, весьма сомнительных, заданий. Недавний пример - попытка вмешаться в ситуацию на североморском рынке ЖКХ - не разобраться в ней, а именно вмешаться, расставив в материалах продиктованные А. А. Векшиным акценты. Немотивированно снимаются с готовых газетных полос тексты, в нарушение законодательства вносятся правки без согласования с автором. Журналистам сообщается, что некоторые темы требуется согласовывать с управлением по внутренней политике аппарата областного правительства» - говорится в документе. Кроме того, журналисты сообщают: «На фоне сокращения финансирования вместо сокращения вакантных ставок на штатную работу без согласования с редколлегией принимаются новые сотрудники. Складывается впечатление, что профессиональный коллектив будет заменен группой неквалифицированных ремесленников, готовых выполнить любой, самый низкопробный заказ».

ФЕВРАЛЬ, 10
ИД «Мичуринск»
Как сообщается на сайте главы Тамбовской области Олега Бетина, волнения в ИД «Мичуринск» нарастают. Сотрудники не получали заработной платы с конца прошлого года. Это происходит на фоне непрекращающихся слухов о предстоящем сокращении штата. Однако, как обещает генеральный директор предприятия Константин Пичугин, все долги перед работниками будут погашены. С его слов, сложная экономическая ситуация ОАО «Издательский дом «Мичуринск» на начало года не помешает рассчитаться со всеми, кто этого заслуживает.

ФЕВРАЛЬ, 10
Алексей Глыва
В Волжском районном суде Саратова прошло первое слушание по делу о незаконном использовании авторской фотографии. Истцом выступил профессиональный фотограф Алексей Глыва, для которого стало неожиданностью появление на улицах Саратова его работы. В апреле прошлого года на остановках городского транспорта в Саратове появились баннеры с фотографией, сделанной Алексеем Глывой. Снимок сопровождала надпись «Чистый город начинается с тебя! Измени свой Саратов». Как отметил автор, фото прошло цветокоррекционную обработку, что нарушило художественный замысел автора и композицию произведения. Кроме того, на фото отсутствовали данные об авторстве, хотя на оригинале эта информация присутствовала. В городском Центре размещения рекламы, в который обратился Алексей Глыва, сообщили, что заказчиком и автором рекламы выступила администрация муниципального образования города Саратова – Управление по наружной рекламе и художественному оформлению. После отправленной на официальный сайт претензии материалы с изображением обещали удалить. В компенсации за нарушение неимущественных и исключительных авторских прав (50 тыс. рублей) фотографу было отказано. В августе того же года Саратов вновь заполнился баннерами с той же фотографией, изменились только их местоположение и надпись. Работа Глывы на этот раз «поздравляла» город с днем рождения и служила баннером-фоном сцены на празднике открытия автодорожного моста через Волгу, красовалась на Театральной площади, и в значительном количестве была представлена среди придорожных баннеров. Алексей Глыва вновь написал претензию. В последовавшем на нее официальном ответе было заявлено, что структурным подразделением администрации было оказано лишь содействие в размещении печатной продукции, и управление по наружной рекламе и художественному оформлению ее подготовкой не занималось. После такого заявления Алексей подал иск, в котором потребовал признать нарушение администрацией муниципального образования личных неимущественных и исключительных авторских прав. Фотограф попросил суд обязать ответчиков удалить печатную продукцию, а также выплатить компенсацию за нарушение авторских прав в размере 210 тысяч и 50 тысяч рублей. В судебном заседании истец представил доказательства своего авторства: оригинальное фото в высоком разрешении, серию других произведений фотосессии, из которой была взята спорная фотография, скриншоты снимка с сайтов, где отчетливо виден копирайт. Администрация муниципального образования доказанность факта размещения ею баннеров категорически отрицает. Более того, ответчик выдвинул предположение о том, что нарушение могло быть совершенно из патриотических побуждений каким-нибудь благотворителем. Суд к подобной версии отнесся критически, но все же было решено отправить судебный запрос владельцам рекламных конструкций с целью выяснить реального заказчика распространения баннеров.

ФЕВРАЛЬ, 10
Евгений Мездриков
Мировой суд Железнодорожного района Новосибирска отказался рассматривать дело об избиении главреда портала Tayga.info Евгения Мездрикова в особом порядке: пострадавший настоял на проведении судебного следствия, передал корреспондент агентства «Интерфакс-Сибирь» из зала суда. «На мой взгляд, версия очень странная. Как это произошло с теми обстоятельствами - ответ не дан. Буквально через 12-14 дней после передачи дела в СУСК РФ было подписано обвинительное заключение и передано в суд. Я хочу разобраться и понять, на самом ли деле представленная подсудимым версия справедлива. Мне кажется, что она никакой логики не поддается», - сообщил журналистам Е. Мездриков. В мировом суде Железнодорожного района Новосибирска было назначено судебное заседание по делу о нападении на главного редактора сайта Tayga.info Е. Мездрикова, которое произошло вечером 8 декабря (см. монитор за декабрь 2014 года). Сторона защиты заявила о рассмотрении дела в особом порядке. Потерпевший Е. Мездриков настоял на проведении судебного следствия. Судебное заседание отложено. Как ранее сообщалось, уголовное дело возбуждено в отношении 33-летнего Алексея Аникина по статье части 2 статьи 116 УК РФ («Побои из хулиганских побуждений») – см. монитор за январь 2015 года. По версии следствия, он проник в офис редакции в Железнодорожном районе Новосибирска и избил Е. Мездрикова. Нападавший якобы перепутал главреда с участником бытовой драки и пришел в офис для выяснения отношений.

ФЕВРАЛЬ, 10
«Экстра М Медиа»
Нижегородский областной суд оставил в силе решение нижестоящего суда, удовлетворившего исковое заявление главы Нижнего Новгорода Олега Сорокина к депутату Государственно думы РФ Дмитрию Гудкову. Напомним, 30 октября Нижегородский районный суд удовлетворил исковое заявление Сорокина к депутату Гудкову о защите чести, достоинства и деловой репутации. Суд признал не соответствующим действительности и порочащим честь и деловую репутацию Сорокина утверждение, что «Олег Сорокин откровенно покупал голоса депутатов и даже назвал сумму - до 50 млн рублей». Суд обязал Гудкова опровергнуть данные сведения в личном блоге. По утверждению истца, данные сведения были опубликованы в незарегистрированном периодическом печатном издании «Вернем выборы мэра», распространенном в Нижнем Новгороде в конце марта 2014 года. Второго ответчика — ЗАО «Экстра М Медиа» - суд также обязал опровергнуть данные сведения путем публикации опровержения за свой счет в издании «Аргументы и Факты» в Нижнем Новгороде. По решению суда, порочащие сведения должны быть опровергнуты путем публикации резолютивной части судебного решения.

ФЕВРАЛЬ, 10
«Радио России» в Омской области
Главная радиостанция страны, входящая в холдинг ВГТРК, в феврале 2015 года внезапно прекратила вещание на самой доступной для большинства омских сельчан средневолновой частоте. Отключение трансляции «Радио России» в Омской области вызвало вполне понятное недовольство жителей сельских районов, для многих из которых это средство массовой информации было удобным и привычным. По словам руководителя Омского областного радиотелевизионного передающего центра (осуществляет ретрансляцию радиосигнала на территории Омской области) Олега Сурикова, возобновление вещания «Радио России» в районах области запланировано лишь на лето 2015 года. При этом старейшая радиостанция страны сменит «прописку», перестроившись на FM-диапазон. Переходом на новую частоту и объясняется столь продолжительный перерыв в радиовещании, сообщил Олег Суриков. Отключение целого региона от эфира государственной радиостанции уже подвергли резкой критике авторитетные представители омского медиасообщества. Так, спецкор ТАСС в Омской области Анатолий Петров назвал прекращение эфира «Радио России» не иначе как «государственным вредительством».

ФЕВРАЛЬ, 11
Информационное агентство Ura.ru
В Свердловской области прекратило работу информационное агентство Ura.ru. На сайте издания указано: «Подводя итоги и анализируя актуальность нашего издания, мы пришли к выводу, что не можем и не хотим быть заложниками этого формата, работать ради увеличения количества кликов и ехидных комментариев анонимов, жить в статусе «желтых страниц», несправедливо переходить на личности и формировать повестку, противоречащую нашим собственным убеждениям. Мы будем искать себя и наш новый формат». По словам журналистов Ura.ru, причина остановки работы агентства - конфликт с администрацией губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева: издание отказалось снять несколько, как казалось чиновникам, неприемлемых публикаций. Последней каплей стала новость о приезде в Екатеринбург с лекцией оппозиционера Леонида Волкова. В своем «Живом журнале» Волков привел слова неназванного сотрудника редакции: «Последние недели гайки закручивались, материалы о кризисе и митингах снимались. Последней каплей в отношениях с акционерами стала вчерашняя новость о твоем приезде в Екатеринбург. Ее сняли. Фактически редакция стоит перед выбором: или журналистика, или пропаганда». «Об изменении формата мы задумались достаточно давно, - рассказал руководитель «Сибирско-Уральской медиакомпании» (Ura.ru является ее проектом) Михаил Вьюгин. - Несколько месяцев назад мы стали получать сообщения от читателей, которые были недовольны большим количеством криминала в ленте. Я обратился к учредителям, просил снять с меня KPI по посещаемости, но положительного ответа не добился. Потом начались претензии от разного рода чиновников. Например, мы написали материал о коррупции в Росреестре и в ответ получили угрозы о заведении на нас уголовного дела. Несколько раз нас просили снять тексты, но мы не соглашались».

ФЕВРАЛЬ, 11
РЕН ТВ
Российский страховщик выиграл суд у телеканала РЕН ТВ в связи с делом «Оборонсервиса» о хищении государственных средств. Арбитражный суд Москвы утвердил мировое соглашение, подписанное между телеканалом РЕН ТВ и страховым обществом «Помощь», инициатором которого выступила телекомпания. Согласно нему РЕН ТВ покажет 11 февраля в эфире опровержение заведомо ложной информации, содержащейся в видеосюжете и обвиняющей «Помощь» в связи с делом «Оборонсервиса» о хищении государственных средств. Видеоролик, ставший поводом для обращения в Арбитражный суд, был показан 30 июня 2014 года в программе «Экстренный вызов» и касался нового эпизода в деле «Оборонсервиса». Телеканал транслировал скрытую видеосъемку, которая была сделана в офисе страхового общества якобы сотрудниками Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (ГУЭБ и ПК) и сообщала о причастности «Помощи» к противоправным действиям. В частности, в видеосюжете журналисты утверждали, что следователи подозревают Страховое общество в отмывании большой суммы денежных средств, похищенных у Министерства обороны. Позднее данная информация была полностью опровергнута правоохранительными органами.

ФЕВРАЛЬ, 11, 15
Павел Шехтман

В Москве задержан активист Павел Шехтман, против которого возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти или вражды, совершенные публично или с использованием СМИ либо в сети Интернет»). Он помещен под домашний арест. Об этом сообщает издание «Грани.ру» со ссылкой на следователя Антона Кривова, который сообщил: «Шехтман под домашним арестом. Дома уже с вечера среды». 18 августа организация «Русский общественный контроль» сообщила в своем фейсбуке, что в «рамках борьбы за очищение отечественного инфопространства от русофобских и антигосударственных экстремистов» она обратилась с заявлением на Шехтмана в ГУ МВД по Москве. В заявлении сообщалось, что Шехтман в одной из своих публикаций якобы обращался к украинцам с требованием «убивать как бешеных собак» сотрудников НТВ, «Первого канала» и других представителей российских средств массовой информации. 8 октября на активиста было возбуждено уголовное дело, однако тогда Кунцевский суд Москвы не удовлетворил ходатайства следствия об аресте (см. монитор за октябрь 2014 года). 15 февраля поступила информация о бегстве Шехтмана из-под домашнего ареста на Украину. А еще через день стало известно, что Шехтман включен Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов. Его фамилия значится там под номером 3455.

ФЕВРАЛЬ, 12
Все СМИ
Международная организация «Репортеры без границ» опубликовала ежегодный рейтинг свободы прессы в мире. Россия в рейтинге 2015 года занимает 152-е место из 180. Годом ранее РФ была на 148-м месте. Всего в рейтинге 180 позиций. На первом находится Финляндия, на последнем - Эритрея. По мнению «Репортеров без границ», ситуация со свободой СМИ в мире в 2014 году значительно ухудшилась. В числе причин, приведших к этому, организация называет боевые действия на востоке Украины и «информационную войну», связанную с этим конфликтом. Кроме того, «Репортеры без границ» напомнили о показательных убийствах журналистов боевиками «Исламского государства». За прошедший год, отмечают «Репортеры без границ», в России был принят «очередной пакет драконовских законов», продолжились массовые блокировки сайтов и сократилось число независимых СМИ. Рейтинг свободы прессы в мире составляется путем опроса партнерских организаций «Репортеров без границ», активистов и сотрудников этой организации. Респонденты заполняют анкету содержащую более 80 вопросов, разбитых на шесть частей: плюрализм, независимость СМИ, цензура, законодательство, прозрачность, инфраструктура. Кроме того, итоговое место каждой страны в рейтинге зависит от количества смертей журналистов и блогеров, арестов, нападений на них при исполнении ими профессиональных обязанностей и так далее.

ФЕВРАЛЬ, 12
Игорь Макаров
В Челябинске завершено расследование уголовного дела в отношении главного редактора ИА «ЧелНовости.Ру» Игоря Макарова. Журналист обвиняется в вымогательстве предмета коммерческого подкупа. Как сообщалось ранее, Игоря Макарова в августе 2014 года задержали по подозрению в вымогательстве денег у бизнесмена. По данным следствия, в правоохранительные органы обратился предприниматель с заявлением о том, что редактор якобы требует у него 30 тыс. руб. за снятие с сайта информации, порочащей коммерческую организацию, им возглавляемую. При передаче указанной суммы редактор был задержан (см. монитор за август 2014 года).

Как сообщили в СК РФ по Челябинской области, дело направлено для рассмотрения в суд.

ФЕВРАЛЬ, 12,13
Ттелекомпания ТВ 2
В Томске полицейское управление проводит расследование серии одиночных пикетов в поддержку телекомпании ТВ 2, начавшихся 4 января – после отключения ее от эфира, и пока еще не прекратившихся: последний прошел 12 февраля в день приезда в город главы Газпрома Алексея Миллера. К томскому «белому дому» с плакатом «Газпром! Меняем Жвачкина на ТВ 2» (Сергей Жвачкин – глава Томской области) вышел общественный активист, в прошлом, как ни удивительно, подполковник полиции Виктор Лаврентьев. Днем ранее в областное УМВД были вызваны шестеро участников этих акций – в частности, директор студии «Крупным планом» Виктория Мучник - супруга Виктора Мучника, главного редактора ТВ 2. «Мне известно, что четырех человек пригласили официально – рассказала она городскому порталу «В Томске» - и двоих по телефону: моих мужа и дочь попросили прийти вместе со мной», - рассказала она. Виктория добавила, что сотрудники полиции показали ей список, в котором порядка 50 фамилий – в этой ведомости указаны дни, когда каждый из них выходил на пикет. «Я спросила: - Всех будут приглашать? Мне ответили: - Возможно, да». Опрос длился около двух часов. У Виктории сложилось впечатление, что перед полицейскими поставлена задача – найти доказательства того, что люди стояли с плакатами «Я за ТВ 2» не по собственной воле, а действуя по указанию неких организаторов. Если стражам порядка удастся доказать это, то прошедшие в январе-феврале пикеты попадут под квалификацию «несогласованной с властями публичной акции», что наказывается по Административному кодексу штрафами в сумме от 10 до 20 тыс. рублей. По словам Виктории Мучник, правоохранители резко усилили бдительность после 12 января, когда пикетчики вышли к зданию обладминистрации. До того сотрудники полиции подходили к ним по одному, и претензий не предъявляли. А потом стали подходить всемером и с пристрастием выспрашивать: «зачем вы сюда пришли? кто вам дал плакат?» и так далее. Виктория признается, что ее потрясло, сколько людей в форме и в штатском вовлечено в процесс наблюдения за ситуацией вокруг ТВ 2. «Мне показали видеосъемку скрытой камерой - оказывается, все дни, когда проходили пикеты, они снимались со второго этажа «Тысячи мелочей». Плюс большую стопку скриншотов из соцсетей: отслежены все посты в «ВКонтакте» и «Фейсбуке». Такими силами правоохранители могли бы раскрыть, к примеру, крупную сеть наркодилеров. Но там вести расследование проще, поскольку мотивы участников предельно ясны. А вот понять, почему люди бескорыстно выходят в морозы на пикеты и митинги (с декабря в Томске их прошло три общей численностью больше 10 тысяч) в защиту чего-то эфемерного - типа телесигнала под названием ТВ 2, властям, наверное, затруднительно. 13-го февраля по повестке были вызваны в полицию еще трое участников одиночных пикетов. Ни один из них, сообщает агентство новостей телекомпании, не является ее сотрудником. О беседе в УМВД рассказала Ксения Фадеева: «Сходили вместе с адвокатом, на следующей неделе он пойдет знакомиться с делом более подробно. Пытаются доказать, насколько мы поняли, что пикеты были кем-то организованы, что люди не сами выходили, а их кто-то звал».

ФЕВРАЛЬ, 13
Все СМИ
Известно, что в Уголовно-процессуальном кодексе мало оснований для того, чтобы сделать процесс закрытым: это рассмотрение дел о государственной или иной, охраняемой законом тайне, о преступлениях несовершеннолетних, преступлениях против половой неприкосновенности и если того требует безопасность участников судебного разбирательства и их близких. Но на Ставрополье суды закрывают – сплошь и рядом. Причем именно те процессы, что получили общественный резонанс и могли бы, в случае гласности, стать мощной профилактической мерой, влияющей на правовое сознание. Независимая «Открытая газета» в последнем номере проанализировала, какие именно процессы, вопреки УПК, стали закрытыми. Это процессы о банде Попова, отметившейся десятками заказных убийств и покушениями на убийства в Кавказских Минеральных водах. Убивали политиков, бизнесменов, преступных авторитетов. Новости о каждом таком убийстве сотрясали весь край, возмущали население. И вот дела по таким процессам объявляются закрытыми. Никто никаких государственных тайн в процессах не раскрывал. Никаких секретов не озвучивалось. Никаких изнасилований не рассматривалось. Несовершеннолетних участников в процессах тоже не было. И хотя преступники были пойманы и наказаны, получили пожизненные сроки, а сам главарь пожизненное наказание дважды, у многих ставропольцев до сих пор осталось впечатление, что остались и не пойманные бандиты, и не прозвучавшие имена заказчиков. Закрытость процесса порождает слухи, подозрение о недобросовестности судьи, о его заинтересованности при рассмотрении дела. Еще одно преступление. В 2011 году сын председателя Предгорного районного суда Анатолий Железняков в кафе расстрелял из травматического пистолета трех посетителей и сбежал с места преступления. Один из пострадавших лишился глаза. Однако краевая судебно-медицинская экспертиза вынесла заключение: глаз утрачен не в результате выстрела, а в результате удара тупым твердым предметом, а сам стрелок, мол, получил черепно-мозговую травму. Да такую, что вынужден был лечь в больницу (правда, это не по мешало ему отправиться на своей машине в Ставрополь и собственноручно написать там рапорт об увольнении по собственному желанию). Журналистка «Открытой газеты» Елена Суслова навестила стрелка в больнице и даже сфотографировала его, якобы «жестоко избитого», на больничной койке. Но когда на суде увидела стрелка, (напоминаем, сына судьи), то с изумлением увидела, что это совсем не тот человек, что лежал на больничной койке под фамилией Железняков! По просьбе адвокатов потерпевших от стрелка, журналистка решила стать свидетелем преступной подмены, которая бы все расставила по своим местам. Но ее из зала выпроводили, поскольку непосредственным свидетелем преступления в кафе она не была. Обвинительное заключение было вынесено в отношении раненых посетителей кафе, один из которых остался без глаза, суд длится почти год. Процесс объявили закрытым на первом же заседании, якобы на основании заключения судмедэкспертизы о состоянии здоровья Анатолия Железнякова. На самом деле, уверена общественность, процесс сделали закрытым, чтобы оградить от публичности судью – Железнякова-старшего, которому предстояло в тот период пройти процедуру переназначения на должность председателя Предгорного районного суда. Сам же недостойный отпрыск, после того, как его узнала (вернее, не узнала) журналистка, в суд больше не являлся, а судебные заседания регулярно переносятся… Еще одно резонансное дело: убийство Маши Губаревой, жительницы станицы Ессентукской в 2011 году. Только благодаря ее родителям, которые не поверили результатам официальной судебно-медицинской экспертизы (мол, умерла от переохлаждения), а потом настояли и на эксгумации, подтвердившей насильственную смерть Маши, делу дали ход. Обвинительное заключение по убийству Маши Губаревой было вынесено в отношении ее бывшего приятеля, родственника членов местной влиятельной семьи. Его, официально объявленного в международный розыск, долгое время никто не искал. Судебный процесс начался в конце 2014 года, спустя почти 4 года после убийства! На судебном процессе родственники подсудимого выкрикивали оскорбления в адрес убитой девочки, и судья Предгорного районного суда Дмитрий Поливанов при этом и ухом не вел, не вызывал приставов, чтобы утихомирить негодяев, не удалял их из зала суда. Поощренная безнаказанностью родня обвиняемого после окончания заседания набросилась на маму убитой девушки. И судебный процесс со следующего заседания закрыли по просьбе прокурора, - якобы в целях безопасности свидетелей. Да нет, убеждены журналисты, не попавшие на процесс, закрыли для того, чтобы в пустом от слушателей зале некому было удивляться, почему судья не выделил из материалов рассматриваемого дела фальшивые судебно-медицинские экспертизы и не вынес по ним частного определения, инициируя возбуждение уголовного дела в отношении «экспертов». Подозрительное многоразовое совпадение: именно те слушания объявляются закрытыми, где фигурируют или могут прозвучать имена высокопоставленных должностных лиц или лица с деньгами и связями.

ФЕВРАЛЬ, 13
СМИ Республики Коми
Главреды республиканских СМИ написали письмо председателю Верховного суда Коми Вячеславу Шишкину. В документе, в частности, говорится: «В судах Республики Коми журналистам все сложнее освещать процессы. Особенно тяжело работать фоторепортерам и операторам, особо трудно снимать судебные заседания, на которых судьи рассматривают коррупционные дела. Для судов и, в частности, судей Верховного суда РК вошло в практику: полное наложение запрета на съемку – без разницы – фото или видео. Мы с уважением относимся к судьям и лицам, обеспечивающим их работу, - к представителям третьей власти в Российском государстве. И журналисты наших изданий являются законопослушными гражданами: если судья запрещает фиксировать его работу, фотокорреспонденты и телеоператоры покидают зал заседаний. Однако наши читатели и зрители желают получать из судов республики полноценный фото- и видеоряд. До последнего времени мы вынуждены были находить законный способ визуализации материалов из судов. Проще говоря, журналисты подолгу, порой часами ожидают перерыва в судебных заседаниях, чтобы поймать в кадр обвиняемых в резонансных преступлениях».

ФЕВРАЛЬ, 13
Газета «Ярцево – наш город»
В минувшие выходные в городе Ярцево Смоленской области во время собрания жильцов одного многоквартирного дома на работающего журналиста было совершено нападение. Фотокорреспондент газеты «Ярцево – наш город» снимал общее собрание жильцов дома, которые выбирали управляющую компанию. Но представители конкурирующей управляющей компании напали на журналиста, отобрали у него видеокамеру и сломали ее. Об этом в Твиттере сообщили коллеги пострадавшего корреспондента. Редакция просила прокомментировать эту ситуацию главного редактора ярцевской газеты «ЯРМАКС» Игоря Огородника: «В Ярцево идет передел рынка ЖКХ между управляющими компаниями. Происходит перетягивание жилых домов между конкурентами. При этом, как всегда, страдают в таких ситуациях обычные люди. В данном случае пострадал журналист. Никто не имеет права вырывать видеокамеру из рук работающего журналиста. К сожалению, в Ярцево свобода слова подвергается жесточайшему давлению. Это происходит потому, что ярцевская власть и правоохранительные органы бездействуют».

ФЕВРАЛЬ, 13-28
ИА «PenzaNews»
В ФЗГ обратилась редакция ИА «PenzaNews» (Пенза) с сообщением об очередных и пока непрекращающихся попытках дестабилизировать работу частного независимого СМИ: «В период с пятницы, 13 февраля, по субботу, 28 февраля, не прекращаются попытки неустановленных хакеров воспрепятствовать законной деятельности журналистов информационного агентства «PenzaNews» с помощью атак на сервер с целью прекращения доступа пользователей к сайту, действующему с 2007 года. В результате неправомерных действий неизвестных сайт www.penzanews.ru в течение последних недель находится под сильной нагрузкой, периодически работает в режиме ограниченного функционала, в течение нескольких часов ряда дней был доступен не всем пользователям. Работа же другого проекта ИА «PenzaNews» - первого спортивного портала в регионе «Пенза-Спорт» - полностью парализована. Несмотря на непрекращающиеся DDoS-атаки, творческий коллектив информационного агентства «PenzaNews» по-прежнему ответственно выполняет взятую на себя миссию по честному, точному и оперативному информированию своих читателей о происходящих в Пензенской области событиях. Напомним, что в октябре 2014 года сайты www.penzanews.ru и www.penza-sport.com уже подвергались массированным атакам хакеров. Позже об атаках на свои ресурсы заявили представители других сайтов, в частности, «Точка зрения Пенза» (www.tzp58.com) и «Пенза Лайф Инфо» (www.penzalife.info), которые писали о массированной DDoS-атаке на ИА «PenzaNews» осенью прошлого года.

ФЕВРАЛЬ, 16
«Новая газета в Рязани»
Главный редактор рязанского выпуска «Новой газеты» Алексей Фролов обратился к прокурору области Сергею Легостаеву с требованием проверить законность решения Рязанской городской думы проводить все заседания рабочих органов в закрытом режиме. Алексей Фролов обращает внимание на то, что работа представительного органа местного самоуправления должна носить гласный характер. Он просит надзорное ведомство провести проверку и привлечь виновных в запрете допуска прессы по статье 144 Уголовного кодекса РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). В минувший четверг журналистов отказались пустить на заседание городского комитета по муниципальной собственности. В комментарии для «Новой» руководитель службы мониторинга Фонда защиты гласности Борис Тимошенко заявил, что внутренние регламенты гордумы не должны нарушать принцип открытости заседаний. Эксперт также отметил: гордума действует наперекор федеральному тренду. «Кремль идет налево, а эти рязанские ребята­ направо», ­ сказал он. Совет Федерации работает над законом, ужесточающим ответственность чиновников за отказ от общения со СМИ. Склонных к «затворничеству» представителей власти предлагают «дисквалифицировать».

ФЕВРАЛЬ, 17
СМИ Республикеи Марий Эл
В Республике Марий Эл по сельским администрациям был разослан анонимный циркуляр под названием «Информация о реализации информационной политики в Чувашской Респуб­лике». В нем приводится список из 13 региональных СМИ, а также сведения об их главных редакторах, учредителях, круге их общения, близких родственниках. Обо всех упомянутых изданиях говорится, что они «ведут целенаправленную деятельность по дестабилизации обстановки (распространение лжи, слухов…)». «Люди, произведшие эту рассылку, прекрасно понимали, что нарушают ряд законов РФ, – говорится в публикации агентства «Время Чувашии». – Видимо, именно этим и объясняется их скромность – упомянутая «Информация…» не имеет ни исходящего/входящего номера, ни даже подписи автора». Под первым номером в упомянутом реестре неблагонадежных изданий идет «Правда ПФО». Любопытен перечень публикаций интернет-издания, которые, по утверждению составителей документа, «дестабилизируют» обстановку. В них рассказывается о деятельности так называемой академии атманософии.

ФЕВРАЛЬ, 17
Медиахолдинг «Ньюс медиа»
Газета «Известия»
Жалобу депутата Госдумы Вадима Булавинова на медиахолдинг «Ньюс медиа» и редакцию газеты «Известия» начал рассматривать Савеловский суд Москвы. Он постановил привлечь к участию в процессе в качестве соответчика ООО «Айньюс», который представляет редакцию портала Lifenews. Поводом для иска послужила публикация в газете «Известия» и на сайте Lifenews материала, в котором утверждалось, что Булавинов летом прошлого года устроил дебош на борту самолета, севшего в московском аэропорту Домодедово. Представитель депутата настаивает, что этого не было, и требует опровергнуть опубликованную информацию, а также выплатить компенсацию в размере 33 рублей. Ранее суд удовлетворил ходатайство ответчика о направлении запроса в пресс-службу аэропорта на предмет достоверности указанных в материале сведений, сообщает РАПСИ. В начале 2013 года Следственный комитет направил в Госдуму запрос о лишении Булавинова депутатской неприкосновенности для последующего возбуждения в отношении него дела о превышении должностных полномочий. Однако процедура не была проведена, и народный избранник сохранил за собой статус депутата. По словам официального представителя СК Владимира Маркина, причиной для обращения стали результаты проверки, которую провели нижегородские следователи по факту злоупотребления Булавиным должностными полномочиями в период работы на посту главы администрации Нижнего Новгорода.

ФЕВРАЛЬ, 17
Павел Кольцов
В Екатеринбурге с «41 канала» ушёл один из старейших ведущих Павел Кольцов. Он 10 лет вёл программу «Новости. Сверх плана». Факт увольнения тележурналист и руководство компании подтверждают, но от комментариев отказываются. По данным агентства, причина расставания и закрытия программы - оптимизация расходов.

ФЕВРАЛЬ, 18
Телеканал ARD
Хайо Зеппельт
Российские суды проведут в конце марта первые заседания по искам Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) о защите деловой репутации к ряду лиц, обвинивших эту организацию в причастности к распространению допинга. «Сегодня мы отправили иски в суды Самары и Челябинска - в города, где наши ответчики постоянно зарегистрированы. Первые заседания судов начнутся спустя месяц после поступления исков. Какое-то время они будут идти по почте до адресатов. В конце марта должны состояться первые заседания судов по этим искам», - сообщил ТАСС юрист Артем Пацев, представляющий интересы ВФЛА. Ранее немецкий телеканал ARD показал документальный фильм, который рассказывает о систематическом применении допинга легкоатлетами из России. Главными героями фильма являются легкоатлетка Юлия Степанова и ее муж Виталий Степанов - бывший сотрудник Российского антидопингового агентства (РУСАДА), которые выступили в роли основных обличителей. С обвинениями в адрес ВФЛА выступил и бывший тренер сборной России Олег Попов. В Самаре ответчиком по иску заявлены житель этого города Олег Попов, соответчиками - журналист Хайо Зеппельт и редакция телеканала ARD. В Челябинске ответчиками будут являться Виталий и Юлия Степановы, соответчиками - Зеппельт и редакция телеканала ARD. В суде Самары также будет рассматриваться иск бывшего президента ВФЛА Валентина Балахничева о защите чести и достоинства к тренеру Попову, журналисту Зеппельту и редакции телеканала ARD.

ФЕВРАЛЬ, 19
Олег Кашин
Мосгорсуд провел предварительное заседание по иску журналиста Олега Кашина к Минфину. В своем заявлении истец требует у ведомства 500 тысяч рублей компенсации морального ущерба за затянувшееся расследование уголовного дела о его избиении в 2010 году. Ответчиком выступает именно Министерство финансов, поскольку по законодательству именно оно отвечает за законность действий других госорганов. Основная задача – не получить компенсацию, а ускорить расследование дела, пояснил представитель интересов истца Ильнур Шарапов. Напомним, журналист был жестоко избит 6 ноября 2010 года. Около 0.40 ночи Кашин подъехал на такси к воротам дома на Пятницкой, 28, где снимал квартиру. Там его ждали двое неизвестных, один из которых держал в руках букет цветов, в котором был спрятан железный прут. Кашин получил 56 ударов и был доставлен в 36-ю больницу Москвы, где у него были диагностированы переломы голени, верхней и нижней челюстей, кисти, черепно-мозговая травма и множественные повреждения (см. монитор за ноябрь 2010 года). Хотя нападение на журналиста было зафиксировано камерами видеонаблюдения, злоумышленников до сих пор не нашли. Постановления о прекращении производства по уголовному делу силовые структуры также не выносили. «СК РФ в открытую заявляет, что расследоваться дело не будет, поскольку там замешаны серьезные люди, и это создает определенную для них сложность. Но мы не позволим просто так забыть о случившемся. Будем выяснять, что за люди оказались причастны к избиению Олега и какие препятствия следствию они создают сейчас», – пообещал Ильнур Шарапов.

ФЕВРАЛЬ, 20
Яна Киблицки
Главный редактор еженедельника «Московский комсомолец» в Серпухове» Яна Киблицки сообщила в Facebook о происшествии, которое считает связанным со своей профессиональной деятельностью. Ранним утром 20 февраля ее машина была обстреляна из, предположительно, пневматического оружия. Примерно в восемь часов Яна отвозила своего младшего сына в детский сад. Чтобы отправить ребенка в группу, ей хватило десяти минут. По возвращении Киблицки увидела в стекле той двери, у которой обычно сидит ребенок, пулевое отверстие. Опытный журналист не склонна расценивать чрезвычайное происшествие как следствие хулиганства или слепого случая. Она рассказала, что не далее, как вчера, продолжительный конфликт с одним из ее ранее судимых «антигероев» обещал редактору «МК» в Серпухове» большие неприятности, не стесняясь в угрозах. Яна думает, что выстрел у детского сада - предупреждение.

ФЕВРАЛЬ, 20
Газета «Репортер»
В Саратове приостановили выпуск газеты «Репортер». «Издатель держался до последнего, но его уже допекли», - отозвался Дмитрий Митрошин о судьбе газеты «Репортер». Как сообщают местные средства массовой информации, стало известно о том, что приостановили выпуск популярной в Саратове газеты «Репортер». При этом городские издания подчеркивают, что причины этого лежат лишь в плоскости экономики. Редакции издания Saratovnews рассказал об этом, в частности, главный редактор Дмитрий Митрошин. «Необходимо отметить тот факт, что сложная экономическая ситуация наблюдалась у нас уже давно, так что мы были готовы к этому морально. Наш издатель – это очень стойкий человек, и он держался до последнего. Его просто допекли уже. Так вышло, что у нас нет отныне никакой возможности продолжать выпускать издание, а оно было с нами на протяжении 16 лет, начиная с 1999 года. Между тем, еще сохраняется возможность, что спустя несколько месяцев мы сможем вернуться к этой теме. В частности, или мы будем продолжать выпускать бумажную версию газеты, или же перейдем в электронный формат. Надеемся на то, что ближе к лету это все же произойдет», - сообщил журналистам их коллега.

ФЕВРАЛЬ, 20
Александр Толмачев
Краснодарский краевой суд рассмотрел апелляционную жалобу Александра Толмачева на приговор Кущевского районного суда, приговорившего его к девяти годам колонии строго режима. Краевой суд отклонил жалобу и оставил решение районного суда в силе (см. монитор за октябрь 2014 года). Так что редактору газеты «Уполномочен заявить» Александру Толмачёву осталось только надеяться на европейское правосудие. По иронии судьбы, как раз в феврале Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге направил Российской Федерации вопросы по жалобе Александра Толмачева, поданной им ещё в июне 2011 года. Вопросы эти связаны с публикациями цикла статей Толмачёва о ростовских судьях. В своих многочисленных публикациях Толмачев прямо обвинял во взяточничестве одну из судей Ленинского суда Ростова-на-Дону, а в покровительстве ей – председателя Ростовского областного суда (обоих уже нет в живых). Иск о якобы содержавшейся в статьях Толмачева клевете был подан от имени несовершеннолетнего сына покойной судьи, и адвокаты истца дело это выиграли. Толмачев был приговорён к крупным суммам выплат истцам. Апелляционные инстанции отклонили жалобы журналиста на этот приговор, после чего он обратился в Страсбургский суд. Не прошло и четырёх лет, как подошла, наконец, его очередь на рассмотрение жалобы. Можно не сомневаться том, что и свой последний приговор, вынесенный Кущевским судом, он будет обжаловать в Европейском суде по правам человека.

ФЕВРАЛЬ, 20
Центр защиты прав СМИ
Директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова считает абсурдными заключение воронежского управления Минюста о «ярко выраженной политической деятельности» Центра. Организацию собираются внести в реестр НКО -иностранных агентов. «Все мои цитаты, где я даю комментарии по поводу законодательства, по принимаемым законам, по конкретным судебным делам - абсолютно все вменяют мне как политическую деятельность, - рассказывает Галина Арапова. Любопытно, что будет с этим дальше. Потому что чтобы юристу, специалисту в какой-то узкой области права, запрещали критиковать законодательство и давать свои правовые оценки - это нонсенс». Кроме того, что статус иноагента усложняет сотрудничество с госструктурами и грозит сворачиванием ряда просветительских программ Центра, НКО может грозить штраф до 500 тыс. руб. за то, что организация ранее не зарегистрировалась в реестре добровольно. Центр защиты прав СМИ оказывает юридическую помощь средствам массовой информации и занимается просветительской и образовательной деятельностью. Как сообщается на сайте центра, его юристы ведут до 100 судебных процессов в год, представляя интересы СМИ. Кроме того, они сотрудничают в качестве экспертов с президентским Советом по правам человека и Общественной палатой РФ. ФЗГ отправил министру юстиции Российской Федерации Александру Коновалову заявление, в котором сказано: «Просим господина министра дисквалифицировать и уволить сотрудников воронежского управления Минюста, составивших бумагу с требованием к воронежскому Центру защиты прав СМИ и его руководителю Галине Араповой зарегистрироваться «иностранным агентом». В прочитанном нами представлении авторы продемонстрировали агрессивную неграмотность в вопросах трактовки законов и юридическую беспомощность в вопросах текущего информационного законодательства. Галина Арапова двадцать лет на наших глазах занимается юридической поддержкой попавших в трудное положение журналистов и СМИ. Последние десять лет она, может быть, самый деятельный и самый толковый российский юрист в этой, постоянно обновляемой законодателями, сфере деятельности. Она и сотрудники ее Центра занимаются практической помощью журналистам и СМИ более чем в двадцати субъектах федерации. Делают это качественно и бесплатно, чем завоевали широкий и заслуженный авторитет профессионального сообщества и журналистов, и юристов. Попытка надеть на Галину Арапову желтую звезду иностранного агента означает, что действующая власть пытается лишить действующих журналистов действенной помощи и защиты. Совершенно очевидна попытка тем самым сделать всякое обращение к Центру Галины Араповой и нелегитимным, и неприличным, то есть попытка убить авторитет этого Центра и его руководителя. А если авторы обсуждаемого документа считают политической деятельностью руководство Галиной Араповой Общественным советом при ГУ МВД Воронежской области, или ее членство в Воронежской Городской Общественной Палате, то это вообще за гранью понимания. Вы себе даже не представляете, какую волну протеста вызовет этот образчик бюрократической глупости.

ФЕВРАЛЬ, 21
Дмитрий Флорин
В Москве на акции оппозиции полиция бездействовала, когда журналисту пытались разбить камеру. Журналист Дмитрий Флорин делал видеорепортаж с антивоенной акции движения «Солидарность», которая проходила возле метро «Третьяковская». К участникам акции подошли несколько человек, в возрасте от 20 до 40 лет, которые стали оскорблять их за позицию относительно происходящего на Украине. Во время споров «критикующие» участников акции со словами: «Не снимать! Вы – провокатор!» дважды ударили по объективу камеры Флорина, пытаясь выбить аппаратуру. Журналист смог удержать камеру и снять лица нападавших. Находящиеся рядом с происходящим сотрудники полиции на происходящее никак не реагировали. Когда журналист обратился к одному из них, указывая на то, что нарушается Закон РФ «О СМИ», полицейский ответил: «Ну не разбили же».

ФЕВРАЛЬ, 21
Информационное агентство «Телеграф»
Защита обвиняемого в педофилии священника Глеба Грозовского подала иск к петербургскому информационному агентству «Телеграф» и физическому лицу о защите чести и достоинства от распространяемых порочащих священника сведений. Согласно информации судебной картотеки, иск Глеба Грозовского о защите чести, достоинства и деловой репутации зарегистрирован, предварительное судебное заседание назначено на 12 марта. В качестве ответчиков по иску значатся ООО «Медиа-группа «Телеграф» и Елена Федотова (мать ребенка, якобы подвергшегося насильственным действиям со стороны священника — прим.ред.), передает «Интерфакс». Напомним, 6 ноября суд Приморского района удовлетворил ходатайство Следственного комитета Петербурга о заочном аресте священника Глеба Грозовского, являющегося духовником футбольного клуба «Зенит». Уголовное дело против него было возбуждено 20 сентября по части 4 статьи 134 УК РФ («Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенные в отношении двух или более лиц»). Согласно материалам уголовного дела, жертвами Глеба Грозовского стали несколько школьниц в возрасте от 9 до 14 лет, и этот список, скорее всего, будет пополняться. Полиция Петербурга узнала о преступлениях после осмотра одной из жертв гинекологом в октябре 2013 года. Из рассказа девочки оперативники узнали, что летом этого года она вместе с несколькими десятками мальчишек и девчонок ездила отдыхать на греческий остров Кос в сопровождении воспитателей, среди которых был и Глеб Грозовский. Именно там, по рассказам детей, он к ним и приставал. 19 января стало известно, что экстрадиция петербургского священника Глеба Грозовского, обвиняемого в педофилии, санкционирована Окружным судом Иерусалима.

ФЕВРАЛЬ, 21
Петр Толстой
В ночь с 21 на 22 февраля произошел пожар в Иловлинском районе Волгоградской области. Там находился дом известного телеведущего Первого канала Петра Толстого. Сообщение о пожаре поступило в службу спасения в 23:52 21 февраля. На улице Речная в хуторе Старый Дон горел двухэтажный дом Петра Толстого. Огонь охватил деревянную постройку по всей площади. Огонь локализовали довольно быстро – за 27 минут. Погибших и пострадавших, к счастью, не было. Что послужило причиной возгорания, устанавливается экспертами.

ФЕВРАЛЬ, 21
Издание «Блокнот-Ставрополь»
Издание «Блокнот»
В Ставрополе организаторы пикета «в поддержку Путина в борьбе с пятой колонной» планируют обратиться в прокуратуру Ставропольского края с заявлением о наличии в публикациях ряда СМИ заведомо ложных и клеветнических утверждений в отношении цели проведения акции. Акция, согласованная с администрацией города, состоялась на Крепостной горе в Ставрополе. На мероприятии присутствовало около 150 человек. Активисты дарили горожанам георгиевские ленточки и демонстрировали транспаранты с лозунгами в поддержку президента Российской Федерации. Никаких инцидентов во время пикета не было зафиксировано. Но на следующий день организаторы пикета сообщили в социальной сети Facebook о намерении обратиться в прокуратуру Ставропольского края с заявлением о наличии в публикациях ряда СМИ заведомо ложных и клеветнических сведений. По мнению организаторов пикета, издания «Блокнот-Ставрополь» и «Блокнот» исказили цель и статус мероприятия, опубликовав материалы под заголовками «В Ставрополе требовали отменить свободу слова и вернуть идеологию» и «В Ставрополе потребовали отменить свободу слова». Журналисты вышеупомянутых изданий, в свою очередь, ссылаются на содержание буклетов, которые раздавались в ходе акции ее организаторами. Безымянные авторы этих буклетов предлагают «внести в действующую Конституцию пять поправок: национализировать Центральный Банк и природные ресурсы, отменить свободу слова и вернуть идеологию, а также добиться приоритетности законов России в отношениях с международным правом».

ФЕВРАЛЬ, 23
Собеседник
Мавзолей на Красной площади в Москве закрыт на плановые работы. Основное внимание будет уделено телу (мумии) Ленина. Специалисты проведут работы над забальзамированным телом вождя мировой революции, а также ему, возможно, поменяют костюм. На запрос «Собеседника» специальный институт, который отвечает за сохранность тела Ильича — ВИЛАР (Всероссийский институт лекарственных и ароматических растений) — ответил отказом, сославшись на статью 40 о СМИ. Эта статья дает право не отвечать на запросы СМИ в случаях, когда необходимо сохранить государственную или коммерческую тайну.

ФЕВРАЛЬ, 24
«Аргументы и факты»
В Орле завершилось дело о подлинности ордена. Это дело рассматривалось еще с осени 2014 года. Напомним, Альберт Алиев подал иск против ЗАО «Аргументы и факты» о защите чести, достоинства и деловой репутации. Поводом стала публикация, вышедшая в издании в начале февраля прошлого года. В ней ставилось под вопрос наличие у Алиева ордена Мужества (благодаря которому истец сумел избежать реального тюремного срока за доказанное избиение человека). Как оказалось, орден у Алиева был, но зарегистрирован не под тем номером, который записан в его военном билете. От редакции и учредителя «АиФ–Орел» истец потребовал напечатать опровержение и выплатить компенсацию морального вреда в размере 500 тыс. рублей (см. монитор за август, октябрь 2014 года). Позиция защиты строилась на том, что большинство оспариваемых сведений не относятся к Алиеву или не носят порочащий характер. Единственная порочащая фраза, содержавшаяся в публикации (о том, что Альберт Алиев избил человека), была подтверждена вступившим в силу приговором суда. Суд первой инстанции отказал истцу в его требованиях в полном объеме, однако тот подал апелляцию. 18 февраля Орловский областной суд оставил в силе первоначальное решение. Интересы ответчика представляла юрист Центра защиты прав СМИ Ольга Воронова.

ФЕВРАЛЬ, 24
Телеканал «ТВ-6 Курск»
В Арбитражном суде Курской области прошло очередное слушание по делу о защите деловой репутации. Истцом выступило Общество с ограниченной ответственностью «Курская теплосетевая компания», ответчиком сначала был назван ООО «Телеканал «ТВ-6 Курск». Позже иск был переадресован ООО «Сириус», учредителю канала. Поводом для спора стала телепередача Анны Шидловской, выпущенная 2 июля 2014 года. В ней, как обозначено в иске, «автор тенденциозно и крайне субъективно представил конфликт между ресурсоснабжающей организацией ООО «Курская ТСК» и управляющей компанией ООО «Управдом», а также допускала оскорбительные высказывания в адрес истца». Сведения, распространенные в передаче, «не соответствуют действительности, содержат неподтвержденные документально и некомпетентные мнения заинтересованных лиц, вводят в заблуждение потребителей тепловой энергии и жителей Курска, а также порочат деловую репутацию Истца и наносят ущерб взаимоотношениям с партнерами». Сначала к ответу был призван телевизионный канал «ТВ-6 Курск», но эта компания была признана ненадлежащим ответчиком, так как она оказалась лишь одноименной организацией, не имеющей отношения к каналу. В итоге все претензии были адресованы ООО «Сириусу», являющемуся учредителем канала, на котором выходила передача. Истец просит суд обязать ответчика опровергнуть в подготовленной истцом форме сведения, не соответствующие действительности, изъять выпуск программы из видеохостинга YouTube, а также выплатить 1 млн рублей в качестве компенсации вреда, причиненного деловой репутации компании. Ответчик с выдвинутыми претензиями и требованиями не согласился. Защита аргументирует свою позицию тем, что информация в программе подавалась не как факт, а как мнение (в том числе оценочное), которое, к тому же, не может в полной мере быть признанно порочащим. Кроме того, не все оспариваемые сведения касались истца. Следующее слушание состоится 30 марта. Интересы ответчика представляет юрист Центра защиты прав СМИ Ольга Воронова.

ФЕВРАЛЬ, 25
Газета «Экономика и жизнь – Черноземье»
Святослав Иванов
В Волгоградской области подан иск к газете «Экономика и жизнь – Черноземье» и ее журналисту. В деловом еженедельнике «Экономика и жизнь – Черноземье» вышел материал Святослава Иванова «От поля ржи до моря лжи-2». В статье автор достаточно радикально оценивает положение совхоза им. Карла Маркса. Вину за катастрофические изменения Иванов возлагает на Бориса Яковенко, руководившего совхозом. Борис Яковенко и его сын Юрий (один из соучредителей предприятия) подали иск не только к автору статьи и редакции газеты, но и к источнику информации – депутату местного райсовета Петру Сахнюку. Истцы настаивают на том, что в статье распространены сведения, не соответствующие действительности, порочащие их честь и достоинство. Они требуют от газеты опровержения, выплаты компенсации морального вреда в размере 1 млн рублей в пользу каждого из них и компенсации судебных издержек (почти 12 тыс. рублей). Ответчики с выдвинутыми претензиями не согласны. Защита считает, что распространенные сведения в газете достоверны. С декабря прошлого года дело откладывалось четыре раза. Последнее несостоявшееся слушание было назначено на 24 февраля. Следующее запланировано на 16 марта. ФЗГ будет следить за разхвитием событий.

ФЕВРАЛЬ, 25
Все СМИ
Amnesty International сообщили об усилении контроля за СМИ в России. В отчете организации за 2014 год говорится о «заметном сжимании» свободы слова. Amnesty International опубликовала ежегодный отчет о правах и свободах человека в мире. Одна из глав посвящена России. В ней сообщается, что в 2014-м «заметно сжимались» плюрализм СМИ и пространство для выражения несогласия с политикой властей. Также в Amnesty International отмечают, что в России тщательно соблюдались и расширялись принятые в 2012 году меры по ограничению прав на свободу выражения мнений, некоторых активистов осудили по итогам несправедливых судебных процессов с политической подоплекой, а пытки и другие виды жестокого обращения со стороны правоохранительных оставались безнаказанными. В отчете говорится, что риторика российских властей становилась все более враждебной по отношению к Украине и Западу на фоне конфликта в Донбассе и присоединения Крыма к России, пишет «Медуза». Отдельная часть отчета Amnesty International о ситуации с правами человека в России посвящена российским СМИ. Правозащитники отмечают, что государство усилило контроль над основными СМИ, а государственные и частные издания стали использоваться для «очернения» противников и критиков власти, в том числе НКО. В качестве примеров негативной ситуации в российских СМИ Amnesty International приводит отключение телеканала «Дождь» от кабельных сетей после опроса о блокадном Ленинграде, увольнение главного редактора «Ленты.ру» и последующий уход основной части редакции, а также блокировку изданий «Ежедневный журнал», «Грани.ру» и «Каспаров.ру». В Amnesty International также отметили сократившееся по сравнению с предыдущими годами количество акций протеста и возросшую на фоне присоединения Крыма поддержку руководства России со стороны населения.

ФЕВРАЛЬ, 26
Николай Ярст
Журналист из Сочи (Краснодарский край) Николай Ярст просит о политическом убежище в США. Он уехал, опасаясь фабрикации очередного уголовного дела. Н. Ярст - корреспондент «Общественного телевидения». Перед сочинской олимпиадой его пытались обвинить в перевозки и хранении нарктотиков, но доказательств найти не смогли. Ярст связывает уголовное преследование с подготовкой им журналистских расследований (см. монитор за май 2013 года, февраль 2014 года). «Уже около года я живу в Нью-Йорке, - рассказал «Югополису» Николай Ярст. - Мне пришлось покинуть страну из-за того, что правоохранительные органы возобновили преследование меня уже после того, как ранее возбужденное уголовное дело было закрыто из-за отсутствия доказательной базы. В марте прошлого года, когда с меня сняли подписку о невыезде, я улетел в Москву. Там мне стало известно о готовящемся против меня новом деле, это произошло сразу после окончания Олимпиады в Сочи. Так что мне пришлось покидать в Россию в спешном порядке».

ФЕВРАЛЬ, 26
Сергей Вилков
Сотрудники Центра противодействия экстремизму при ГУ МВД Саратовской области составили в отношении саратовского журналиста Сергея Вилкова протокол по статье 20.3 КоАП РФ («Пропаганда нацистской символики»). Журналист рассказал, что поводом для составления протокола послужил шарж, в котором были совмещены логотип партии «Единая Россия» и нацистская свастика. Пост в социальной сети посвящался согласованию городской администрацией проведения 4 ноября марша праворадикалов. Сотрудники Центра «Э», составляя протокол, пояснили, что проверка проводится по просьбе председателя Общественной палаты Саратовской области Александра Ландо.

ФЕВРАЛЬ, 27
СМИ Екатеринбурга
Уральские журналисты поинтересовались расценками в закрытых столовых для чиновников и столкнулись с неожиданными сложностями: секреты дешевого и разнообразного питания оказались под защитой полиции, КПП и ФСО. Репортерам пришлось действовать как шпионам и тайком фотографировать обеды в буфетах правительства Свердловской области, администрации Екатеринбурга и резиденции губернатора. Самым неприступным объектом оказалась столовая в екатеринбургском «букингемском дворце» - резиденции полпреда президента на Урале Игоря Холманских, пишет сайт E1.ru. В этом здании работают не более 50 человек, и столовой могут пользоваться только сотрудники и гости полпредства. Самой дорогой оказалась столовая в администрации Екатеринбурга. В столовой резиденции губернатора обед, состоящий из супа-пюре из брокколи с гренками, макарон с мясным биточком, блинчиков, салата с капустой и чая, стоит 121 рубль. В «белом доме» - здании областного правительства, куда без пропуска не попасть, в обеденный перерыв в столовой собираются большие очереди, здесь работает огромное количество чиновников. В законодательном собрании Свердловской области есть свой небольшой буфет. Там можно пообедать меньше чем за 100 рублей, если заказать салат, горячий бутерброд, пудинг и чай. Горячие блюда тут стоят гораздо дороже, например, картошка с мясом - около 100 рублей. Выяснить, как столовым удается удерживать невысокие цены, оказалось гораздо сложнее, чем просто заглянуть в меню. Так, например, управляющий делами губернатора и правительства области Николай Чернев отказался раскрывать эту тайну. За подробностями управляющий делами рекомендовал обращаться к руководителю управления зданиями правительства Свердловской области Владимиру Котрехову, однако получить его комментарий пока не удалось.

ФЕВРАЛЬ, 27
Газета «Терский берег»
В журналистское сообщество Кольского Заполярья, губернатору Мурманской области и депутатам Мурманской областной Думы поступило обращение от коллектива газеты «Терский берег». В заявлении говорится о непростых отношениях работников СМИ и главой муниципального образования городского поселения Умба А. Хмеленцовым. «Глава поселения регулярно отказывался комментировать обращения граждан, адресованные ему через газету, отвечать на вопросы журналистов, связанных с исполнением их своих полномочий. Следующим шагом стало направление редакцией газеты «Терский берег» главе городского поселения официального запроса с перечнем вопросов и новым предложением наладить общение, выступить на страницах газеты. Запрос этот в нарушение законодательства был оставлен без ответа», - утверждают в открытом письме журналисты.

ФЕВРАЛЬ, 27
Газета «Подгоренец»
В Россошанский районный суд (Воронежская область) был подан иск о защите чести и достоинства против филиала регионального информагентства «Воронеж» – редакции газеты «Подгоренец». Истцами выступили супруги С. Поводом стала вышедшая в газете заметка «В Подгоренском районе две недели ищут пропавшего мужчину» (речь шла о взрослом сыне С.). Истцов не устроила фраза из публикации: «25 августа мужчина ушел из дома после сделанного ему родителями замечания. Родители попытались его вернуть, но младший сын Андрей остановил их». Дело в том, что в день выхода публикации ее герой покончил жизнь самоубийством. Супруги посчитали фразу порочащей – обвиняющей их в смерти собственного сына. Истцы просили суд признать спорную фразу не соответствующей действительности и обязать редакцию «Подгоренеца» опубликовать опровержение и выплатить в пользу каждого из истцов по 10 тыс. рублей. Суд увидел в конфликтной фразе «негативную информацию в форме утверждения». Защита же настаивала на том, что это было оценочное высказывание, выражающее мнение автора. Также сторона защиты настаивала, что фраза о родителях, сделавших замечание своему сыну, не сообщает о совершении истцами какого-то аморального, неправильного или неэтичного поступка. Родители вправе делать замечания своим детям и воспитывать их по собственному усмотрению независимо от возраста. Также сторона защиты отметила: автор заметки в своих показаниях утверждала, что текст публикации был заверен истицей. Это обстоятельство отрицалось супругами С. и их свидетелями (которые, кстати, не присутствовали при конфликте). Все же суд требования истцов частично удовлетворил, обязав ответчика признать приведенные выше сведения порочащими, опубликовать опровержение и выплатить истцам по 2 тыс. рублей.

ФЕВРАЛЬ, 27
Дмитрий Шипилов
Российскому журналисту Дмитрию Шипилову, который провел 3 месяца в СИЗО по обвинению в оскорблении бывшего губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, предоставили политическое убежище в Украине, сообщает Радио Свобода. «Прошение об этом Шипилов подал накануне на одном из пограничных пунктов между Украиной и Беларусью, однако получил отказ. Лишь спустя сутки, после поручительства своих украинских друзей, Шипилова впустили на территорию Украины», - пишет издание.Сообщается, что Дмитрий Шипилов является сотрудником российского издания «Новый Кузбасс». В 2012 году суд приговорил его к 11 месяцам исправительных работ за публикации в своем блоге, которые были признаны оскорбительными по отношению к тогдашнему губернатору Кемеровской области Аману Тулееву и начальнику областного департамента культуры и национальной политики Ларисе Зауэрвайн. Журналист свою вину не признал и уехал в Москву. В сентябре 2014 года он был задержан полицейскими в подмосковном Щелкове. В связи с тем, что Шипилов уклонился от исправительных работ, кемеровский суд изменил ему наказание на три месяца лишения свободы в колонии-поселении (см. монитор за сентябрь, ноябрь 2014 года). Он вышел на свободу 29 декабря, полностью отбыв срок наказания. В конце февраля 2015 года Дмитрий Шипилов выехал в Беларусь, прошел пограничный контроль на пропускном пункте «Новая Гута» в Гомельской области, пересек нейтральную полосу и на украинском КПП «Новые Яриловичи» (Черниговская область) обратился к украинским пограничникам с просьбой о предоставлении политического убежища.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни