Результаты мониторинга
11 Февраля 2015 года

Результаты мониторинга ФЗГ – январь 2015

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 8 (Александр Лифшиц, независимый карикатурист, Москва; Сергей Вилков, журналиста издания «Общественное мнение», Саратов; Егор Максимов, журналист «Открытой России», Москва; Дмитрий Таевский, главный редактор портала Бабр.ру, Иркутск; Александр Седельников и Руслан Алехин, сотрудники пресс-службы Комитета по правам человека, в Омской области; Вера Морозова, журналист телеканала «360 Подмосковье», Москва; Андрей Ященко, корреспондент «Четвертого канала», Екатеринбург).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 20 (СМИ Астрахани; СМИ Камчатского края; все СМИ – Роскомнадзор; СМИ Республики Коми; СМИ Костромы; СМИ Перми; «Агентство бизнес новостей», Санкт-Петербург; Первый канал; телеканал «Россия 1», Москва; сайты «Республика», Lenoblinform.ru, Rb.ru, RuNews24, газета «Мурманский вестник», Мурманск; РБК, Москва; издание «Век», Москва; сетевое информационное агентство «ВК Пресс», Краснодар; электронное периодическое издание «ИнтерНовости.ру», Москва; интернет-издание «Лениздат.ру», Санкт-Петербург; Грани.Ру, Москва)

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 6 (Алексей Мальцев, главный редактор газеты «Казак Прикамья», Пермь; Сергей Крюков, независимый журналист, Ульяновск, - 5 дел).

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Владимир Никитин, главный редактор газеты «Южный Урал», Оренбург).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 6 (Александра Агеева, корреспондент «Грани.Ру», Москва; Антон Белицкий, фотограф «URA.Ru», Москва; Лариса Некрасова, независимый журналист, Тюмень; Илья Илиади, главный редактор и издатель газеты «Время. Ставропольский край», Минеральные Воды; Сигрид Найгаард, корреспондент датской газеты Information, в Воронеже; Оксана Вёльва, блогер из Ставрополя - в Санкт-Петербурге).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 10 на сумму 270 500 033 рубля.Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 8, удовлетворено – 1, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 0 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 25

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 1 (Алексей Венедиктов, главный редактор радио «Эхо Москвы», Москва).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 1 (ИА «Хакасия», Абакан).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – 2 (телекомпания «ТВ 2», Томск; телеканал ATR, Симферополь).

Прекращение выхода СМИ – 1 (газета «Пермское времечко», Пермь).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Комитет Ревизор», Республика Татарстан)

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – ().

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – ().

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 31

ЯНВАРЬ, 1
Телекомпания «ТВ 2»
Эфирное вещание томской телекомпании «ТВ 2» прекратилось в первую минуту 2015 года во время исполнения гимна Российской Федерации. Таким образом, Томский областной радиотелевизионный передающий центр (филиал РСТРС) исполнил своё предупреждение о расторжении договора на вещание в одностороннем порядке. Причину расторжения связисты обосновали шумихой вокруг весенней поломки фидера на ОРТПЦ, сообщается на сайте телекомпании. В декабре в Томске и в Москве прошли митинги в защиту независимой телекомпании «ТВ 2». Они собрали в общей сложности около 4 тысяч человек. В Москве на акцию у памятника Льву Толстому вышли несколько сотен журналистов и правозащитников, активисты «Яблока» и «Справедливой России». Около 3 тысяч протестующих в Томске подписались в защиту телекомпании. Всего было собрано около 13 тысяч подписей. Тем не менее, в официальных комментариях и релизах губернатор Томской области Сергей Жвачкин, мэр Томска Иван Кляйн, председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская, спикер Думы Томска заявляли о своём невмешательстве в ситуацию, обосновывая её «спором хозяйствующих субъектов». По мнению руководства телекомпании, региональные власти заинтересованы в закрытии «ТВ 2» из-за невозможности повлиять на редакционную политику канала. Томская телекомпания «ТВ 2» – одна из первых негосударственных телекомпаний на пространствах бывшего СССР: она была основана в ноябре 1990 года, впервые вышла в эфир 15 мая 1991 года. «ТВ 2» – член Национальной ассоциации телерадиовещателей с момента её создания. Президент ТМГ Аркадий Майофис – член правления НАТ. Четверо сотрудников «ТВ 2» являются членами Академии Российского телевидения. В копилке «ТВ 2» – 22 награды ТЭФИ и ТЭФИ-регион. Трансляция программ в настоящий момент продолжается через кабельных операторов и на сайте агентства новостей «ТВ 2».

ЯНВАРЬ, 4
«Открытая газета»
ФЗГ уже не раз писал о героине множества публикаций Ставропольской краевой независимой «Открытой газеты» - главе Ставропольского городского расчетного центра Светлане Фоминой. Руководительница коммерческой фирмы, созданной городской администрацией и присвоившей себе «права», не предусмотренные законом, продолжает отстаивать свою честь, достоинство и деловую репутацию всеми способами – и через суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации, и через жалобы в управление Роскомнадзора (см. монитор за декабрь 2014 года). И, наконец, выпустила третий залп – «коллективное обращение» в разные инстанции исполнительной и законодательной власти. «Обращение» изобилует клеветническими измышлениями в адрес «Открытой газеты» и ее редактора Людмилы Леонтьевой, якобы нарушающими Закон «О СМИ». СГРЦ в этом «обращении» подается как добросовестная и законопослушная организация, подвергающаяся необоснованным нападкам. Член регионального центра «ЖКХ-контроль» Владимир Молчанов, увидевший в этой фальшивке свою фамилию, не поленился провести собственное расследование и узнал, что подделаны и остальные подписи его коллег в общественной организации «ЖКХ-контроль». Он выступил с разоблачением на страницах «Открытой», в котором, в частности, говорится: «Заявление» стопроцентно анонимное, а потому по закону и всем ведомственным инструкциям должно было отправиться в корзину. Но не тут-то было. «Расследовать» анонимку жадно принялись десятки людей в погонах. В первую очередь из следственных органов и полиции, в которых годами без движения и без ответа заявителям (не считая издевательских отписок) лежат жалобы на мошенничество, обман в сфере ЖКХ и особенно в СГРЦ». Владимир Молчанов пишет, что заявления о преступлениях в сфере ЖКХ в полиции и прокуратуре Промышленного района укрывались годами, и это не могло не породить подозрений о причастности правоохранительного и надзирающего органа к крышеванию коммерческой структуры, чьи обороты исчисляются миллиардами рублей. Веерная рассылка грязной анонимки совпала по времени с возбуждением уголовного дела в отношении гендиректора ОАО «СГРЦ» Светланы Фоминой по факту незаконной банковской деятельности фирмы, замечает Молчанов. «Фальсификаторы пытались изобразить из меня инициатора и организатора мерзкой фальшивки… И теперь святая обязанность той же прокуратуры выйти из спячки и инициировать уголовное дело по расследованию и поиску организаторов широко распространенной клеветы».

ЯНВАРЬ, 7
Александр Лифшиц
Двое неизвестных на улице Усиевича в Москве напали и ограбили художника-карикатуриста Александра Лифшица. Инцидент произошел около половины второго ночи в Северном административном округе столицы, недалеко от станции метро «Аэропорт». По данным столичной полиции, двое налетчиков с ножами напали на известного 52-летнего карикатуриста и нанесли тому множественные ранения. После этого преступники забрали у Лифшица деньги, сумку с личными вещами и скрылись. Общий материальный ущерб составляет 80 тысяч рублей. Мужчина с ранениями груди, живота, поясницы, левой ягодичной области и левого плеча был доставлен в больницу и прооперирован. По факту случившегося возбуждено уголовное дело о разбое. По одной из версий, нападение на художника было делом рук подростков-наркоманов. Ведется их розыск. Александр Лифшиц родился в 1962 году, сотрудничал с издательством «Зебра Е», редакционно-издательской группой «Наша школа», журналами «Веселые картинки», «Кибер-Кид» и «Крокодил», а также с детским литературным журналом «Кукумбер».

ЯНВАРЬ, 8
СМИ Астрахани
В память о погибших французских журналистах, в знак солидарности с коллегами из Парижа многие средства массовой информации различных стран мира стали печатать в свежих выпусках своих изданий скандальные карикатуры на основателя ислама – пророка Мухаммеда. Российские власти обеспокоились, что подобные проявления возможны и в СМИ на территории нашей страны. В связи с этим было дано распоряжение Роскомнадзору обзвонить все российские редакции с настоятельной рекомендацией: не публиковать эти карикатуры в своих изданиях. Федеральное управление Роскомнадзора поручило своим региональным филиалам проделать ту же работу с редакциями, находящимися под их надзором в субъектах РФ. Так, сотрудники Управления Роскомнадзора по Астраханской области обзванивали учредителей и редакторов местных средств массовой информации, сообщая им о настоятельной просьбе своих московских коллег воздержаться от публикации в своих изданиях скандальных карикатур на пророка Мухаммеда, в противном случае у ослушавшихся СМИ могут быть некоторые неприятности.

ЯНВАРЬ, 9
Алексей Венедиктов
Глава Чечни Рамзан Кадыров обвинил главного редактора «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова в разжигании вражды между народами. Об этом Кадыров написал в своем инстаграме. Глава ЧР отметил, что главред у себя на сайте проводит опрос о том, нужно ли печатать карикатуры на пророка Мухаммеда. «Сама постановка вопроса носит провокационный характер. Это стремление оскорбить мусульман России и всего мира, вызвать вражду между народами, посеять хаос и беспорядки», - написал Кадыров. Он считает, что Венедиктов давно превратил издание в «главный антиисламский рупор». По словам главы ЧР, на этой теме специализируется целая группа авторов, никак не связанных с Россией. «Я твёрдо убежден, что власть должна призвать к порядку радио, сеющее вражду и ненависть между людьми и народами. Иначе найдутся те, кто призовет Венедиктова к ответу. Сегодня у России много проблем, для преодоления которых, как никогда, нужны единство и сплоченность народов», - подчеркнул Рамзан Кадыров. Он также отметил, что мусульмане не станут бесконечно терпеть «выходки Венедиктова и его компании». Главред в своем блоге на сайте все обвинения чиновника в разжигании вражды отверг и заявил, что намерен обратиться в правоохранительные органы, так как серьезно относится к угрозам Рамзана Кадырова. Поводом для дискуссии стал теракт во французском карикатурном журнале «Шарли Эбдо» в результате нападения вооруженных людей погибли десять журналистов и двое полицейских, произошедший 7 января в Париже. Нападавшие выкрикивали, что они отомстили за пророка Мухаммеда. Причиной нападения могла стать публикация карикатур на пророка.

ЯНВАРЬ, 10
Газета «Комитет Ревизор»
Тираж газеты «Комитет Ревизор», задержанный сотрудниками следственного комитета, начнет распространяться. Тираж объемом 100 тыс. экземпляров в полном объеме вернули издателю – депутату горсовета Набережных Челнов (Республика Татарстан) Сергею Еретнову. Как сообщил «БИЗНЕС Online» главный редактор газеты Максим Сайфутдинов, во время опроса старшим оперуполномоченным ОП «Комсомольский» Динаром Акбаровым по факту задержания тиража у создателей газеты интересовались источниками опубликованной информации. Также выпуск газеты прошел экспертизу на предмет содержания экстремистских материалов – обнаружено таковых не было. Редакционная группа подавала судебный иск по факту задержания тиража, однако суд отказал в рассмотрении иска на том основании, что иск подавал не лично Еретнов, а его адвокат Юрий Удовенко. Машину с тиражом газеты «Комитет Ревизор» задержали на посту ГИБДД на въезде в город 12 декабря. «Остановили для проверки документов, в итоге продержали три часа, хотя все документы в порядке, после чего тираж увезли в отдел полиции, в нашем сопровождении, – рассказал Сайфутдинов. – Машину опечатали, составили протокол при понятых, однако оснований для изъятия газеты в протоколе указаны не были, хотя мы на этом настаивали. Сегодня начинаем распространять выпуск в обычном порядке – по почтовым ящикам депутатского округа Еретнова». По словам Сайфутдинова, передовые материалы выпуска посвящены некоторым подробностям из биографии экс-мэра города Василя Шайхразиева и его родственников.

ЯНВАРЬ, 11
Интернет-издание «64 параллель»
Представьте себе ситуацию, что вы решили построить собственный дом, и так всё удачно вышло, что у вас есть для этого место для строительства и деньги, чтобы заключить договор со строительной фирмой. Строительная компания получает от вас аванс, приобретает материалы и начинает работу. Но радуетесь вы недолго, потому что в один из дней рабочие вдруг покидают стройку. Строительство вашего дома прекращается, деньги вам не возвращают, и вы оказываетесь фактически на улице, потому что рискнули всё своё имущество и деньги вложить в новостройку. Защищаясь, вы идёте в суд. Приведённая выше ситуация произошла она в городе Костомукше (Карелия). Многодетная семья, где растут пятеро детей, получив земельный участок, решила построить дом. Нашлась фирма, взявшаяся за строительство и пообещавшая примерно за полгода возвести дом. Обществу с ограниченной ответственностью «Костастрой» были переданы деньги, авансовый платёж составил больше миллиона рублей. Однако к концу 2013 года никакого дома в двух уровнях не было построено. Более того, строительная фирма объявила о своём банкротном состоянии. Спасая деньги, многодетная семья обратилась в суд и выиграла его. С ООО «Костастрой» за неисполнение договорных обязательств перед заказчиком была взыскана разница между авансовым платежом и денежным размером произведённых строителями работ, с фирмы взыскали неустойку, компенсацию морального вреда многодетной семье (небольшую, всего 50 тысяч рублей) и наказали предприятие еще и штрафом за то, то ее руководство отказалось в добровольном порядке возвращать заказчикам деньги, почему, собственно, у многодетной семьи и возникла необходимость идти в суд. Всего общество с ограниченной ответственностью «Костастрой» должно было возместить обманутой ею семье 1,7 миллиона рублей. Факт недобросовестности был установлен в судебном заседании и узаконен решением суда. Вся эта история была описана на сайте Костомукшского интернет-издания «64 параллель», а потом перепечатана на страницах одноименной газеты (оба издания входят в состав рекламно-информационной газеты «Вяйнола»). После публикации статьи у руководителя ООО «Костастрой» Максима Музыченко возникло ощущение, что редакция «64 параллели» распространила о нём недостоверную информацию, и он подал в суд на издание. Обидела его, как следует из текста искового заявления, журналистская оценка поведения строительной компании по отношению к многодетной семье. В заголовке статьи было использовано определение «кидалы». В описываемом случае такую характеристику строительной компании обманувшей семью с пятью детьми вряд ли можно назвать чрезмерной. Определение «кидала», понятно, обидное и резкое, но оно соответствует действительности: многодетную семью строительная фирма кинула, в смысле обманула. Что к тому времени уже нашло подтверждение в решении Костомукшского городского суда вступившего в законную силу. М. Музыченко не понравилась оценка действий его строительной компании, данная журналистом, но это вовсе не означает, что он прав. Тем более, что в тексте публикации именно его, руководителя ООО «Костастрой», кидалой не называли. Его фамилия упомянута была лишь в связи с тем, что он руководитель строительной фирмы. Он же счёл, что это именно его персонально назвали кидалой. А поскольку, мол, данное определение соотносимо с понятиями «мошенник», «обманщик», что попадает в поле уголовного права, то редакция и должна извиниться перед ним за распространение недостоверных сведений, опровергнуть их и выплатить ему 500 тысяч рублей компенсации за перенесённые им моральные страдания. Редакция рекламно-информационной газеты «Вяйнола» доказала в суде, что распространенные сведения соответствуют действительности (уже есть вступившее в силу решение суда по имущественному спору, который многодетная семья выиграла, а строительная компания Музыченко, напротив, проиграла). А оценочное суждение журналиста, квалифицировавшего действия фирмы, как то написало было в заголовке статьи - это личные оценки журналиста и редакции, которые они не должны подтверждать. И Конституция России, и международное законодательство защищают право граждан на свободное выражение своего мнения. В итоге Костомукшский городской суд отказал гражданину М. Музыченко в удовлетворении иска. Редакция СМИ дело выиграла. Но многодетная семья по сию пору живёт в помещении, которое правильно назвать сараем, из окон которого им виден каркас строящегося дома, который они теперь сами возводят.

ЯНВАРЬ, 12
«Новая газета»
Виктор Рогоцкий
, сенатор от Ярославской области, подал в суд на «Новую газету». Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации будет рассмотрен в Басманном суде Москвы. Иск касается публикации от мая прошлого года, в которой утверждается, что имя сенатора фигурирует в материалах дела об убийстве коммерческого директора фирмы «Локотранс» Алексея Гвоздева, которое произошло десять лет назад. «Иск Рогоцкого к «Новой газете принят судом к производству, собеседование по гражданскому делу назначено на 15 января», - уточнила представитель суда. Рогоцкий просит суд обязать «Новую газету» опровергнуть ряд утверждений этой статьи, сообщает РИА «Новости».

ЯНВАРЬ, 13
СМИ Камчатского края
Стало известно, что камчатское управление Роскомнадзора распространило среди местных изданий письмо, в котором рекомендовало не перепечатывать карикатуру из французского издания Charlie Hebdo. В письме также поясняется, что невыполнение рекомендации будет расцениваться ведомством как нарушение закона об экстремистской деятельности. Обращение опубликовал в своем Facebook камчатский журналист Владимир Ефимов. Позже его подлинность подтвердила и.о. начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий управления Роскомнадзора по Камчатскому краю Мария Сметанкина. При этом она пояснила, что изложенное в письме является «позицией Роскомнадзора».

ЯНВАРЬ, 13
Владимир Никитин
В Оренбурге потерял работу главный редактор старейшей в области газеты «Южный Урал», заслуженный работник культуры РФ Владимир Никитин. С ним не продлён контракт. Руководить редакцией назначена Васса Якушева, которая до недавнего времени была правой рукой Владимира Ивановича, возглавлявшего газету с 1987 года.

ЯНВАРЬ, 13
Газета «Пермское времечко»
В Перми закрылась газета «Пермское времечко». Уволены все сотрудники издания. Решение о прекращении существования СМИ было принято руководством еще в конце декабря 2014 года, но сотрудники узнали об увольнении только в первый рабочий день 2015 года. Уволены главный редактор Михаил Майоров, два корреспондента, бильд-редактор, дизайнер-верстальщик, фотограф, директор по продажам печатных проектов, руководитель отдела доставки и распространения. «Пермское времечко» - прогубернаторская газета, принадлежавшая челябинскому медиа-менеджеру Кириллу Маркевичу (ныне заместитель главы администрации губернатора Пермского края). Издание было открыто в сентябре 2013 года на базе медиахолдинга «Урал-Информ» (телеканал «Урал-Информ», радио «КП-Пермь», пермская вкладка сайта РБК) и в том числе наполнялось материалами журналистов ТВ, радио и интернет-СМИ, входящих в холдинг. Они пока остались при своих рабочих местах, но их заработки сократились. Тираж издания в 2014 году составлял от 150 000 до 215 000 экз. Ещё одно печатное издание холдинга «Урал-Информ» – газета «Пермские губернские ведомости» – закрылась в конце лета 2014 года.

ЯНВАРЬ, 13
Все СМИ
Роскомнадзор призвал СМИ не публиковать карикатуры на религиозных деятелей, чтобы не разжигать религиозную рознь. «В связи с трагедией во Франции Роскомнадзор провел профилактическую работу с рядом федеральных и региональных российских СМИ. Редакциям напомнили положения российского законодательства, запрещающие использовать СМИ для экстремистской деятельности», - говорится в сообщении на странице Роскомнадзора в фейсбуке. «В День российской печати Роскомнадзор призывает отечественные СМИ избрать иные формы выражения солидарности с трагически погибшими французскими коллегами, нежели нагнетание межконфессиональной напряженности в российском обществе», - отметили в ведомстве. В Роскомнадзоре подчеркнули, что по закону любое глумление над святынями различных конфессий может быть расценено как разжигание религиозной розни. «Это прямое нарушение норм федеральных законов «О средствах массовой информации» и «О противодействии экстремистской деятельности», - отмечается в сообщении.

ЯНВАРЬ, 13
Сайт navalny.com
В реестр сайтов с запрещенной информацией Роскомнадзор внесен ресурс оппозиционера Алексея Навального navalny.com. В ведомстве подтвердили эту информацию. На момент написания заметки сайт был недоступен. В черный список включены не отдельные страницы сайта Навального, а весь сайт полностью. В марте 2014 года Роскомнадзор по требованию Генеральной прокуратуры добавил в реестр блог Алексея Навального в ЖЖ. Ведомство посчитало, что его ведение нарушает условия домашнего ареста оппозиционера.

ЯНВАРЬ, 13 - 16
Сергей Вилков
Вечером в центре Саратова двое неизвестных избили журналиста издания «Общественное мнение» Сергея Вилкова во дворе его дома в районе пересечения улиц Комсомольской и Чернышевского. «Я возвращался домой, когда двое мужчин, пропустив меня вперед, напали одновременно: один повис сзади на шее и попытался опрокинуть, другой бил в лицо. Помесили меня и убежали в разные стороны. Ничего взять не пытались, хотя на мне был рюкзак. Лицо разбито. Они следили за мной как минимум два дня, вчера обратил на них внимание. И, судя по всему, был третий наблюдатель. Естественно, кроме моей профессиональной деятельности других мотивов не вижу», - рассказал Вилков. Полиция возбудила уголовное дело по статье 116 УК РФ («Побои»). С. Вилков считает произошедшее акцией устрашения. Он пишет на острые социальные и политические темы. Фигурантами его критических статей становились иерархи Саратовской епархии РПЦ, бизнесмены и чиновники. 15 января Сергей Вилков был госпитализирован в первую горбольницу. На личной странице в соцсети Вилков написал, что в травмпункте ему диагностировали сотрясение мозга и перелом носа.

ЯНВАРЬ, 14
Александра Агеева
В Москве возле СИЗО-6 задержаны участники акции в поддержку украинской летчицы Надежды Савченко, а также корреспондент «Грани.Ру» Александра Агеева. Она собиралась вести видеосъемку акции, у задержанных отобрали телефоны, пишет Грани.ру. «Я не знаю, кто у меня сейчас задержан, привезли сотрудники ОМОН, пишут рапорта. Не знаю, кто корреспондент, кто не корреспондент», - заявил редакции «Граней» дежурный по ОВД «Печатники». Туда, кроме Агеевой, доставили Олега Мокрякова, Екатерину Мальдон и Ивана Дудко. В момент задержания акция еще не успела начаться. Активисты сидели в автомобиле и слушали украинский гимн. Автобус ОМОНа заблокировал автомобиль, и люди в камуфляже потребовали покинуть его и пройти в автобус. При этом задержанным заламывали руки. В ОВД задержанных развели по разным комнатам и пытались обыскивать. Позднее А. Агееву отпустили, но запись акции, сделанную журналистом, удалили.

ЯНВАРЬ, 14
Newsweek
Радио Свобода
УНИАН
Газета «Украинская правда»
«Голос Украины»
Московское отделение Российского Красного Креста просит Роскомнадзор ограничить доступ к 18 иностранным СМИ, в том числе к Newsweek, УНИАН, «Украинской правде». По мнению председателя отделения Игоря Трунова, эти СМИ «ложно утверждают» о поставках оружия в Донбасс под видом «гуманитарной помощи». Трунов также подал гражданский иск к изданиям и требует возбудить уголовные дела. В частности, Московский Красный Крест через суд требует взыскать с 18 украинских и американских СМИ 170 млн рублей по иску о защите чести и достоинства. «На основе собранных доказательств и проведенной лингвистической экспертизы мы подаем иск о защите чести, достоинства и деловой репутации в Савеловский суд Москвы», - сказал Трунов. Кроме того, он добавил, что обратился в СКР с заявлением о возбуждении уголовного дела по части 2 статьи 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»), части 2 статьи 128. 1 УК РФ («Клевета») и статьи 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»). «Также мы подали заявление Генеральному прокурору РФ, заявление в Роскомнадзор об ограничении доступа в интернете к экстремистским ресурсам указанных американских и украинских СМИ», - отметил он.

ЯНВАРЬ, 14
Районные газеты Москвы
В Москве все районные газеты, издававшиеся в бумажном варианте, будут переведены в электронный формат, сообщил глава столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников. Он пояснил, что это делается в связи с высокими затратами мэрии на подготовку и выпуск изданий, а также с их низким качеством. «Мы в прошлом году еще просили редакции районных газет: поменяйте формат работы, прекратите превращаться в мусор, размещать неконтролируемую бестолковую рекламу, у вас эффективность минусовая», - заявил Черников. Отмечается, что окружные газеты сохранят свою бумажную версию, но все материалы будут также дублироваться в электронном виде. Сроки перехода в электронный вид будут определять префектуры. В электронных районных СМИ, согласно техническому заданию, должно появляться от пяти до семи новостей ежедневно, не считая интервью, информации из открытых источников (сайты мэрии, Мосгордумы, префектуры и управ), а также фото- и видеоматериалов.

ЯНВАРЬ, 14
ИА EAOmedia
Депутат Заксобрания Еврейской автономной области Владимир Дудин получил ответ из прокуратуры Еврейской автономии - лидеру «Справедливой России» в ЕАО пока не удалось закрыть неугодное ИА EAOmedia. Депутат областного парламента обиделся из-за материала с размещением его снимка, где был нарисован крестик, символизирующий, что в ходе онлайн-конференции на сайте за неделю он не ответил ни на один из вопросов читателей. Прокуратура Еврейской автономии рассмотрела обращение справедливоросса и посчитала, что его аргументы в пользу закрытия информагентства являются неубедительными. Напомним, свое недовольство статьей эсер выразил в открытом письме, которое опубликовал на личной странице в соцсети и сайте РО партии. За разъяснениями по наболевшему вопросу Владимир Дудин обратился к Президенту В.ВПутину, Генеральному прокурору РФ Ю. Чайке, Роскомнадзору, губернатору ЕАО А. Винникову, прокурору области Л. Дьяконовой.

ЯНВАРЬ, 14
Антон Белицкий
Московский фотограф «URA.Ru» Антон Белицкий покинул спецавтомобиль полиции. Причины как задержания, так и освобождения остались неизвестны. А. Белицкий снимал на камеру одиночный пикет, который неизвестная женщина устроила у главного входа в РАНХиГС, где проходит Гайдаровский форум. К нему подошел сотрудник полиции и со словами: «Устроил фотосессию» сопроводил журналиста в спецавтомобиль. Женщину, стоявшую с плакатом «Банкам помогает государство. Кто поможет заемщикам? Мы платим, а долги растут. Требуем ограничить валютный риск заемщика», также отпустили, сообщил Антон Белицкий.

ЯНВАРЬ, 14
Максим Захаров
Губернатор Смоленской области Алексей Островский заявил, что резонансное преступление - нападение на главреда смоленской газеты Максима Захарова - раскрыто, но не в полной мере. Сыщикам удалось выйти на след исполнителей, а заказчики до сих пор неизвестны. Алексей Островский выступил с речью перед работниками прокуратуры на торжественном собрании, приуроченном к их профессиональному празднику, сообщили в областной администрации. Одним из вопросов, на которых остановился оратор, было нападение на главного редактора «Смоленской народной газеты» Максима Захарова, которое произошло в Смоленске в сентябре прошлого года (см. монитор за октябрь 2014 года). «До сих пор не раскрыто в полном объеме резонансное преступление - нападение на журналиста. Найдены исполнители, но заказчики этого нападения, если они и были, не установлены», - заявил руководитель области.

ЯНВАРЬ, 14
СМИ Республики Коми
СМИ Костромской области
Сотрудник управления Роскомнадзора по Республике Коми на днях позвонил в сыктывкарскую редакцию «7х7» и настоятельно рекомендовал журналистам не размещать карикатуры не только на пророка Мухаммеда, но и на любую религиозную тематику. Кроме того, также нельзя и оправдывать французских коллег за их антиклерикальную позицию. По словам работника Роскомнадзора, эта просьба напрямую связана с событиями в Париже, где были расстреляны работники сатирического журнала Charlie Hebdo, напечатавшего карикатуры на пророка Мухаммеда. Сотрудник управления Роскомнадзора по Коми особо подчеркнул, что он и его коллеги ежедневно ведут мониторинг местных изданий и отправляют информацию в центральный аппарат ведомства, а также процитировал часть письма с рекомендациями СМИ: «В случае размещения таких материалов СМИ будет вынесено предупреждение о нарушении российского законодательства с последующей передачей материалов в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел». В Костроме представители журналистского сообщества на условиях анонимности рассказали, что им поступили звонки от представителей региональной власти с «настоятельными рекомендациями» не публиковать на страницах изданий никаких зарубежных карикатур про религию и Charlie Hebdo.

ЯНВАРЬ, 14
СМИ Перми
Пермские журналисты заявили об угрозах уголовного преследования со стороны Роскомнадзора за публикацию карикатур французского сатирического журнала Charlie Hebdo, сообщает информационно-аналитический центр «Сова». Об угрозах ведомства центру рассказали директор «Ньюс Медиа», владеющей порталом «Новости Перми», и главный редактор издания 59.ru. По словам собеседников центра, сотрудник надзорного ведомства в телефонных разговорах предупредил о запрете на размещение карикатур в своих изданиях, а также ссылок на материал других СМИ с оправданием карикатур французского журнала. Помимо этого представитель Роскомнадзора рекомендовал руководителям двух пермских СМИ жестко модерировать комментарии к материалам по теме Charlie Hebdo. В случае неисполнения требований сотрудник ведомства указал на возможность уголовного преследования СМИ. Издание «Новости Перми» подтвердило информацию о поступившем звонке из Роскомнадзора и уточнило, что ведомство угрожает уголовным делом об экстремизме.

ЯНВАРЬ, 14
«Агентство бизнес новостей»
Роскомнадзор потребовал от редакции петербургского «Агентства бизнес новостей» убрать с сайта иллюстрацию обложки нового номера журнала Charlie Hebdo и попросил не публиковать «материалов, оправдывающих карикатурную деятельность», рассказал редактор издания Василий Романов. Вечером 14 января представитель Роскомнадзора позвонил сотрудникам «Агентства бизнес новостей» и сообщил, что центральный аппарат ведомства оценивает «карикатуры на пророка Мухаммеда и Иисуса Христа» как нарушение закона об экстремизме и потребовал убрать или заменить иллюстрацию с обложкой журнала Charlie Hebdo.

ЯНВАРЬ, 15
Портал ЗАКС.Ру
Депутат Госдумы Р. Ф., руководитель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева, отказавшись от иска к партии «Единая Россия» о защите чести, достоинства и деловой репутации, не стала отзывать претензии к порталу ЗАКС.Ру, перепечатавшему опубликованные на сайте партии заявления двух муниципальных депутатов, послужившие причиной иска. «На последнем заседании 13 января представитель Дмитриевой первым делом объявил, что они отказываются от претензий к «Единой России», - цитирует ЗАКС.Ру слова своего адвоката Натэлы Пономаревой. - Причем, так как муниципальные депутаты не могут дать никакого опровержения, - к ним только денежные претензии о компенсации морального ущерба, а требования об опровержении, в случае если суд вынесет такое решение, - только к ЗАКС.Ру. На сайте региональной «Единой России» эти публикации пока остаются, а издание как СМИ, процитировавшее высказывания депутатов, опубликованные ранее на сайте партии, в случае такого решения суда должно будет их опровергнуть - это довольно странная ситуация. Интересно было бы узнать, что же заставило представителя «оппозиции» вдруг отказаться от претензий к «Единой России». Оксана Дмитриева 21 августа 2014 года подала иск о защите чести, достоинства и деловой репутации в Василеостровский районный суд. Ответчиками являлись «Единая Россия» и главы М. О. Город Пушкин Николай Гребенев и М. О. Гражданка Наталья Вайцехович, а также портал ЗАКС.Ру, где заявления депутатов были опубликованы.

ЯНВАРЬ, 15
СМИ Саратовской области
В Балаковском районе Саратовской области журналистов не подпустят к прорубям без разрешения местной администрации. На сайте администрации района вывешено предупреждение о том, что журналисты, которые не получат в администрации аккредитацию, не будут допущены к местам крещенских купаний, пишет «Общественное мнение». Также в сообщении упоминается, что возле иорданей будет выставлено оцепление из числа сотрудников правоохранительных органов, попасть за которое без аккредитационного бейджа будет нельзя.

ЯНВАРЬ, 15
Газета «Известия»
Депутат Госдумы Вадим Булавинов подал в суд на газету «Известия». Иск на сумму 33 рубля в качестве компенсации морального ущерба за публикацию недостоверной информации был направлен депутатом в Савеловский суд Москвы. Поводом для обращения стал материал от 16 июня 2014 года, в котором утверждалось, что депутат летом прошлого года устроил дебош на борту самолета из Испании и был снят с рейса в аэропорту Домодедово. Булавинов требует опровергнуть информацию и выплатить компенсацию.

ЯНВАРЬ, 15
Егор Максимов
В Москве на Манежной площади вечером были задержаны более 10 человек, участвовавших в акции в поддержку Алексея и Олега Навальных. При разгоне «народного схода» полиция избила журналиста «Открытой России» Егора Максимова. Об этом он рассказал в интервью телеканалу «Дождь». По словам Максимова, полицейские видели, что он стоял с пресс-картой, тем не менее, несколько раз ударили его в область груди и по ногам. Это произошло в момент, когда правоохранители начали оттеснять митингующих в сторону метро «Площадь революции». Максимов заявил, что когда он пытался обратиться к старшему полиции с жалобой, то сказал, что «они выполнили свой долг и молодцы». Предъявлять документы сотрудники правоохранительных органов также отказались. Журналист подчеркнул, что направляется в травмпункт, после чего сразу же напишет заявление и подаст в суд.

ЯНВАРЬ, 15
Дмитрий Таевский
Вечером в Иркутске совершено нападение на главного редактора информационного портала Бабр.ру Дмитрия Таевского. В него трижды выстрелили из травматического оружия. Нападение произошло примерно в 21.00 по местному времени. В это время Дмитрий Таевский покинул редакцию и направлялся к своему автомобилю. «Стоявшая рядом машина поехала, открылось окно, в меня три раза выстрелили из крупнокалибирного травматического пистолета «Оса», - рассказал пострадавший Тайге.инфо. - Дважды попали в меня, один раз - в машину». Пули не пробили толстую зимнюю куртку Таевского, но оставили на теле крупные гематомыы. Журналист сразу же обратился в полицию. Правоохранительные органы, по словам Таевского, проводят проверку и решают вопрос о возбуждении уголовного дела. Редактор не стал делать предположений, кто стоит за нападением, но связывает его с профессиональной деятельностью. Бабр.ру специализируется на политической журналистике и скандальных материалах об иркутских чиновниках и депутатах. По данным Бабра, у полиции имеется уже три рабочие версии произошедшего правонарушения. По неофициальным данным, к делу привлечены не менее тринадцати фигурантов. Речь может идти о политически ориентированной преступной группировке. Уголовное дело возбуждено по статье причинения вреда здоровью.

ЯНВАРЬ, 16
Газета «Метро»
Газета «Метро 74»
Заявление ОАО «Газета Метро» (издатель газеты Metro) будет рассмотрено Арбитражным судом Челябинска 11 февраля. Издатель требует запретить челябинской газете использовать в своем названии слово «метро». Истец просит суд запретить ООО «Медиа-пром» размещать (использовать) обозначение «метро» при издании и распространении газеты «Метро 74». Также истец просит признать деятельность ответчика по изданию и распространению газеты «Метро 74» с использованием обозначения «Метро» нарушением прав лицензиата (ОАО «Газета Метро») на товарные знаки, сообщает РАПСИ. Ранее арбитражный суд Новосибирской области и Седьмой арбитражный апелляционный суд отказали в требовании издателя газеты «Metro» о запрете новосибирской газете использовать в своем названии слово «метро».

ЯНВАРЬ, 16
Газета «Вперёд»
Два года продолжается противостояние администрации Магдагачинского района (Амурская область) и редакции районной газеты «Вперёд». Журналисты считают, что газету пытаются «задавить» и закрыть, власти, в свою очередь, обвиняют СМИ в искажении фактов и «желтизне». Конфликт начался ещё два года назад. Главный редактор издания Татьяна Исакова связывает его начало со вступлением в должность нового первого заместителя главы администрации Игоря Заведии. Свою нелюбовь к «Вперёд» первый замглавы объяснил на сайте районной администрации. «Сама газета стала неинтересной, целые страницы взяты из Интернета, из областных изданий или архивных выпусков прошлых лет, всё больше напоминает «жёлтую прессу». Предоставляя какую-либо информацию для публикации, невозможно предположить окончательную версию своей статьи, пока не увидишь в печатном варианте, потому как идёт искажение информации», – сообщается в интервью Игоря Заведии. Также первый зам сообщает, что у него есть претензии и к самому главному редактору. «В 2011 году на страницах газеты было опубликовано решение «О создании автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Вперёд» Магдагачинского района, подписанное и. о. главы района А. З. Срединым, при регистрации учредительных документов главным редактором было представлено решение под этим же номером, но в корне отличное от оригинала по содержанию. И подписантом являлся уже глава района. По этому факту нами было подано заявление в прокуратуру Амурской области», – пишет заместитель главы района. Факт обращения в прокуратуру Татьяна Исакова подтверждает. По словам журналиста, была проведена проверка, результатом которой стало предписание об устранении нарушений, которое направили местным депутатам. Те, в свою очередь, нашли претензии прокуратуры необоснованными. Прокуратура с доводами райсовета согласилась, и предписание отозвали. А вот с обвинениями в искажении фактов в газете не согласны. «Очень часто слышим обвинения в фальсификации. Но, при этом, ни одного письменного заявления, ни одной официальной жалобы мы так и не получили. Со мной не было ни одного разговора», – рассказала редактор. Вот уже два года в газете не публикуются нормативные документы и постановления администрации. По законодательству, такая информация должна публиковаться регулярно и на платной основе. Для многих «районок» это – серьёзная статья дохода. «Администрация зарегистрировала свой сайт как СМИ и теперь публикует такую информацию там. Для этого власти изменили свой устав. Однако, как мне рассказали юристы заксобрания области, по 131 федеральному закону они не имеют права так делать», – сообщила Исакова. Также редактор сообщила, что нужную информацию журналистам газеты предоставляют далеко не всегда, невзирая на закон о СМИ. «Только за последние полгода редакции поступило два официальных отказа на получение информации. Сразу уточню, что и в первом, и во втором случае сведения, запрашиваемые газетой, ни в коем случае не относятся к сведениям ограниченного доступа. Несерьёзно об этом говорить, но даже безобидную заметку об итогах экзаменационного сочинения одиннадцатиклассников пришлось выпрашивать с трудом. По признанию некоторых сотрудников администрации, глав муниципальных образований, руководством района действительно установлены негласные ограничения на контакты с журналистами районки», – говорится в материале «Подмять. Втоптать. Рот закрыть», опубликованном на сайте «Вперёд». Как считает журналист, на газету ополчились из-за редакционной политики. «Газета зубастая, проблемная. С властями у нас всегда было непонимание, но обычно всё решалось мирно», – рассказала Татьяна Исакова. По словам главного редактора, защитить деловую репутацию газеты может только суд. Однако нанять юристов газета не может. Причина банальна – из-за недостатка финансирования.

ЯНВАРЬ, 16
Первый канал
Телеканал «Россия 1»
Федеральные телеканалы практически перестали упоминать в своих сюжетах слово «кризис», пишет РБК со ссылкой на собеседника в структуре ВГТРК. По его словам, телеканалы следуют распоряжению, поступившему из Кремля. Источник уверяет, что администрация президента запретила Первому каналу и «России 1» использовать словосочетание «экономический кризис», однако в самих структурах это опровергают. Однако же, согласно данным «Медиалогии», активное обсуждение проблем в экономике началось в августе, после чего волна публикаций и сюжетов росла в течение всей осени и начала зимы. В частности, 10 ноября и 15 декабря кризису были посвящены примерно 40 телевизионных сюжетов в сутки. Источник в структуре Первого канала сообщил, что телеканалы лишь передавали точку зрения финансовых властей о нежелательности вкладывать рубли в валюту, таким образом, «проявляя заботу о людях, поскольку сброс рублей чреват большими потерями для самого населения». Как утверждает бывший первый зампред Центробанка Сергей Алексашенко, в нынешнем году, как и в 2008, телеканалам вновь запрещено использовать слово «кризис».

ЯНВАРЬ, 16
Алексей Мальцев
Ленинский районный суд Перми 16 января завершил допрос потерпевших и свидетелей по уголовному делу Алексея Мальцева. 57-летний главный редактор газеты «Казак Прикамья» обвиняется в четырех вымогательствах и двух мошенничествах на общую сумму 2,8 млн руб. В семи томах уголовного дела подшиты все 32 номера основанной Алексеем Мальцевым общественно-политической газеты. Она выпускалась с января 2010 года по июль 2014-го. Подсудимый тоже ходит в суд с толстой газетной подшивкой. Ему пока – не до новых номеров. По версии пермской полиции, главный редактор использовал служебное положение для совершения тяжких и особо тяжких преступлений. На страницах «Казака Прикамья» печатались статьи о нарушениях экологического законодательства при размещении и переработке нефтесодержащих отходов. Будучи также соучредителем и директором благотворительного фонда «Пермь казачья: Православие. Правопорядок. Экология», журналист просил руководителей ООО «Природа-Пермь», ООО «Меркурий» и ООО «Военная экология» перечислять деньги в этот фонд и обещал не публиковать неудобные им заметки. Так, при встрече с гендиректором ООО «Меркурий» Александром Сергеевым в поселке Куеда Алексей Мальцев показал публикации об экологических нарушениях со стороны ООО «Природа-Пермь» и ООО «Военная экология». И предложил платить ежемесячно по 300 тыс. руб., чтобы в газете не было позорящих ООО «Меркурий» информаций. Александр Сергеев согласился на 100 тыс. руб. в месяц. С февраля 2012-го по май 2013-го его компания перечислила фонду и оплатила покупку автомашины «Волга» на общую сумму 1,05 млн руб. Александр Сергеев и другие потерпевшие подтвердили это на судебных слушаниях, начатых в декабре 2014 года. Свидетель Сергей Борисов, возглавляющий ООО «Внешнее благоустройство» из города Чернушка, на допросе 16 января подробно рассказал об обстоятельствах покупки Александром Сергеевым через его фирму «Волги» стоимостью 150 тыс. руб. для Алексея Мальцева. В связи с отпуском судьи Ирины Житниковой на процессе объявлен перерыв до 20 марта. Тогда намечен допрос подсудимого, которому только по эпизоду с ООО «Меркурий» грозит до 15 лет лишения свободы. Алексей Мальцев заявил ФЗГ, что не считает себя виновным. Свое уголовное преследование он объясняет местью со стороны нефтедобытчиков. Пермский региональный правозащитный центр выступил в поддержку журналиста, назвав уголовное дело тенденциозным.

ЯНВАРЬ, 16
Александр Седельников
Руслан Алехин
В Омской области зверски избиты журналисты – правозащитники Александр Седельников и Руслан Алехин. Рискованное дело затеяли омские правозащитники, создав весной минувшего года организацию «Общественный контроль». Она была образована Комитетом по правам человека с целью поставить под контроль общества деятельность судей и прокуроров, которые независимы в нашей стране от ее граждан (и только от них), хотя, согласно положениям Конституции, должны быть все-таки им подотчетны. Общественные контролеры из поселка Большеречье Александр Седельников и Руслан Алехин, по совместительству сотрудники пресс-службы КПЧ, снимали и размещали на сайте правозащитного комитета и в youtube видеосюжеты, которые вызывали в районе и в области большой резонанс, временами оказывая прямое действие на судебную систему: в частности. Одним из последствий их расследований стала «принудительно-добровольная», как сказано на странице «Общественного контроля» В Контакте, отставка председателя Большереченского райсуда Газиза Хайрулина. Очевидно, неуемные контролеры выводили местное судейское сообщество из себя. И судебных приставов тоже: в июне с.г. у одного из них сдали нервы – видеокамера запечатлела, как он выдернул из-под Александра Седельникова, инвалида второй группы, стул. Не оставляли судьи и приставы тщетных попыток урезонить общественников «правовым путем»: тот же Седельников за 7 месяцев был ими десятки раз привлечен к административной ответственности. Как сказал корреспонденту ФЗГ председатель Комитета по правам человека Валентин Кузнецов, все протоколы, по его мнению, оформлены ненадлежащим образом. Тем не менее, мировые судьи Михеев и Марков исправно назначали по ним правозащитнику штрафы – от 500 до 2 тысяч рублей. Общая их сумма составила 38 тыс. руб. В счет ее погашения за три месяца (ноябрь, декабрь, январь) высчитано из его инвалидской пенсии около 15 тыс. рублей. Эти вычеты, уверен Александр, незаконны, потому что с инвалидов детства (его болезнь стала следствием черепно-мозговой травмы) штрафы взыскивать не положено. Он обжаловал действия приставов в райсуде. Первое заседание по его иску прошло 16 января. Завершилось оно в 18.30. Подходя к своему дому, А. Седельников заметил человека в маске – в руках у него была черная дубинка. Подбежав сзади, он нанес ею 3-4 удара по голове – по той самой травме, полученной Александром в детстве. Он упал, хлынула кровь: нападавший вырвал из его руки кейс (в нем находились видеокамера, ноутбук, документы) и побежал. Александр стал кричать. На крик откликнулся кто-то из соседей. Заметив его, человек в маске несколько раз ударил дубинкой по кейсу – вероятно, чтобы вывести из строя видеокамеру, и бросив кейс на дороге, побежал дальше. Человек, отозвавшийся на крик, вызвал «скорую»: Александра доставили в реанимацию. Состояние его, по оценкам медиков – средней тяжести. Почти в то же время на другом краю райцентра было совершено нападение на Руслана Алехина, тоже шедшего домой из суда (он представляет в процессе по иску к приставам интересы Седельникова). Р. Алехин рассказал ФЗГ, что в свете фонаря он заметил приближающуюся к нему тень: лицо неизвестного было тоже прикрыто маской. В руке у него был тяжелый предмет, завернутый в газету – то ли бита, то ли арматура, то ли труба. После удара Руслан потерял сознание. Когда очнулся, на улице было безлюдно – до больницы пришлось добираться самому. По вызову медиков в центральную районную больницу прибыли сотрудники Большереченского РОВД. Среди проверяемых следствием версий мотивов нападения – общественная и профессиональная деятельность потерпевших.

ЯНВАРЬ, 16
СМИ Саратова
Судебные приставы вывели корреспондентов за пределы территории таунхауса в поселке Юбилейный Саратова и отказываются пускать их обратно. За воротами оказались корреспонденты нескольких областных СМИ. Приставы (в частности, Роман Сторожев), ссылаются на то, что журналисты «не являются участниками исполнительного производства». Он предложил корреспонденту ИА «Взгляд-инфо» попросить разрешения находиться на территории таунхауса у пресс-секретаря своего ведомства Владимира Моисеенко. Стоит отметить, что до этого, в течение почти двух часов, нахождение журналистов внутри здания не вызывало вопросов. Возможно, это связано с тем, что в эти минуты приставы начали «выселение» грудного ребенка (родился 10 дней назад).

ЯНВАРЬ, 16
Дмитрий Флорин
В Москве редактор портала «ЯБЛОКО-ИНФО» Дмитрий Флорин прибыл на Садовническую улицу к дому 9, чтобы сделать материал о том, как столичные власти под прикрытием непонятных частных охранных агентств незаконно сносят исторические здания. Вопрос о включении этих зданий в реестр культурных объектов федерального значения в настоящий момент рассматривается в Министерстве культуры. Помимо охранных структур, на месте присутствовало большое количество полицейских. Чтобы пресечь журналистам вход во двор, где начинались работы по сносу зданий, охранники закрыли железные ворота, обмотав их стальной цепью. Ни граждан, ни журналистов, ни даже местных муниципальных депутатов, а также депутатов Мосгордумы и Госдумы, охрана во двор не пускала. При этом присутствующие сотрудники полиции, несмотря на заявления окружающих, что в настоящее время нарушается закон, оказывали содействие охранным структурам. Несколько раз журналиста Дмитрия Флорина били по ногам и по плечам, отталкивая от закрытых ворот. Заявления журналиста, что сотрудники полиции видят, как нарушается закон РФ о СМИ, и лично участвуют в его нарушении, не производили на полицейских никакого воздействия. Тогда Дмитрий Флорин вместе с лидером «ЯБЛОКА» Сергеем Митрохиным попытались пройти ближе к сносимым домам через другой двор. Здесь также стояло оцепление, однако один молодой полицейский не смог сдержать Флорина и Митрохина, которые сумели прорваться во двор. Однако вскоре Флорину и Митрохину пришлось, буквально, прятаться в квартире одной из жительниц дома, пока пятеро сотрудников полиции искали их по всему подъезду, попутно опрашивая жильцов, не видели ли они, куда прошли «те двое». Спустя 15 минут Флорин и Митрохин с помощью жильцов смогли забраться на крышу здания и снять происходящие во дворах дома незаконные работы по сносу зданий.

ЯНВАРЬ, 19
ИА «Хакасия»
В ФЗГ обратился коллектив информационного агентства «Хакасия» из Абакана: «Наше интернет-издание столкнулось с попытками администрации главы Хакасии ввести цензуру в СМИ, а после публичной огласки таких действий по устному распоряжению начальника управления информационной политики администрации главы Хакасии Ирины Емельяновой трем корреспондентам ИА «Хакасия» просто закрыли вход на все совещания в правительстве республики… За лишением аккредитации журналистов ИА «Хакасия» редакцию информагентства без объяснения причин выставили из арендуемого помещения. Индивидуальный предприниматель С. Качан, предоставивший 16 февраля 2012-го помещение в аренду, 30 декабря 2014 года уведомил директора ООО «Информационное агентство «Хакасия» В. Устяхину о том, что расторгает договор аренды. Как признался арендодатель, на него «надавили». Следующий шаг удушения гласности: проведена и проводится «разъяснительная работа» со всеми информационными партнерами издания с последующими для нас потерями. Редакции объявлена полная экономическая блокада.

ЯНВАРЬ, 19
Василий Пурденко
Мы уже сообщали о том, что редактор блога «Свободное слово Адыгеи» Василий Пурденко 5 сентября 2012 разместил на своем блоге статью «Быть русским в Адыгее можно, но бесперспективно» за подписью А. Иванова. Спустя 9 месяцев к этой статье проявили интерес правоохранители, возбудив уголовное дело. Затем Майкопский городской суд вынес приговор Василию Пурденко, признав его виновным в нарушении статьи. 282 УК РФ («Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»), присудив ему 100 тыс. рублей штрафа. Пурденко попытался обжаловать решение Майкопского городского суда в Верховном суде Республики Адыгея, который, однако, оставил решение без изменений (см. монитор за август 2013 года, май 2014 года). Через некоторое время Пурденко подал апелляцию на снятие судимости, опять же в Майкопский городской суд, и решением суда судимость с него была снята. Но прокуратура Майкопа не согласилась с указанным постановлением суда, посчитав, что судимость снята преждевременно, и обжаловала его в апелляционном порядке в Верховном Суде Республики Адыгея. Судебная коллегия по уголовным делам согласилась с апелляционным представлением прокуратуры, отменив постановление Майкопского городского суда о досрочном снятии судимости с журналиста Пурденко.

ЯНВАРЬ, 19
Евгений Мездриков
Уголовное дело о нападении на главного редактора сибирского сайта «Тайга-инфо» Евгения Мездрикова перешло из органов полиции в Следственный комитет, сообщили в пресс-службе регионального управления СКР. «По решению прокурора, уголовное дело изъято из органов МВД, принято к производству следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области. Один из подозреваемых задержан», - говорится в сообщении ведомства. Кроме того, дело переквалифицировано со статьи о побоях на статью о причинении легкого вреда здоровью. Уголовное дело было возбуждено по признакам преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ («Побои»), теперь же применена статья 115 УК РФ («Причинение легкого вреда здоровью») – наказание за нее чуть строже. Главред информационного портала Евгений Мездриков подвергся нападению со стороны двух мужчин вечером 8 декабря. Злоумышленники проникли в редакцию, представившись курьерами. Пострадавшему журналисту один из нападавших нанес несколько ударов в лицо (см. монитор за декабрь 2014 года). 30 января поступило сообщение, что уголовное дело 33-летнего мужчины, избившего главного редактора сайта «Тайга.инфо» передано суд. Следователями собраны доказательства, подтверждающие причастность обвиняемого к преступлению, в связи с чем уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу.

ЯНВАРЬ, 19
Журнал «ResPublika»
Объяснений по поводу экстремистских высказываний, якобы содержащихся в журналистских текстах недавно созданного в Ижевске ежемесячного журнала «ResPublika», потребовала с главного редактора местная полиция. В следующем за пилотным номере издания за август 2014 года сотрудники центра по борьбе с экстремизмом при МВД Удмуртии обнаружили сразу две публикации, которые, по их мнению, могут нарушать статью 282 УК РФ. Вопросы у правоохранителей появились к напечатанному в номере интервью с Василием Крюковым, бывшим депутатом Гордумы, в 2010 году бежавшим от судебного преследования в Германию прямо из кабинета следователя, и признанным там политическим беженцем. На родине Крюкова преследовали формально - за национализм, фактически - по совокупности: за доведение до суда коррупционных дел, в которых были замешаны высокопоставленные лица республики, за правду об аварийном состоянии исторического корпуса «Ижмаша», за принятие в Гордуме новых нормативов по расчетам в сфере ЖКХ, в результате чего чиновники и управляющие компании лишились миллиардных доходов, за противодействие градостроительной политике властей и др. Крюков осужден не был, но с 2011 года он официально находится в федеральном розыске. «На пяти журнальных страницах интервью не содержится никаких экстремистских и националистических лозунгов и призывов, - рассказывает главный редактор «ResPublika» Сергей Заболотских. - Василий Крюков нам был интересен как живая персона со своей разумной философией, как деятельный депутат и просто интересный человек». По словам Сергея Заболотских, полицейские так и не предъявили конкретных «экстремистских» строк и фраз, силовиков раздражал сам факт выхода интервью, героем которого стал человек, находящийся у них в «черном списке». «Спрашивали только, с какой целью мы использовали «националиста» Крюкова и почему не согласовали с МВД», - говорит Сергей Заболотских. Поводом для повторной беседы редактора с сотрудниками центра «Э» стало опубликованное в этом же номере журнала интервью с экс-мультимиллиардером, российским политическим и общественным деятелем и предпринимателем Германом Стерлиговым. Претензии у полиции возникли по поводу категорично высказанного им в интервью собственного отрицательного мнения о приятии родов в роддомах: «Нормальные люди рожали и рожают дома. Мы тоже были ненормальные. Но головой подумали и в какой-то момент перестали ездить в роддом. Ведь в этих роддомах аборты делают, там калечат детей и души, это псевдоврачи. И первые руки, которые будет чувствовать мой ребенок, - это руки убийцы», - цитирует Стерлигова издание. Причем эти мысли, облаченные в подобные фразы, по словам главреда, Герман Стерлигов распространял в эфирах многих телевизионных ток-шоу на всех федеральных каналах - вопросов по линии борьбы с терроризмом и экстремизмом тогда ни у кого не возникло. «Источники из регионального Минздрава мне сообщили, что после выхода интервью со Стерлиговым сотрудники полиции вышли на главного гинеколога республики и других врачей-гинекологов и акушеров из Удмуртии с просьбой подать против меня заявление с требованием привлечь к ответственности за возбуждение ненависти и вражды к врачам и унижение их достоинства. Бумагу просили оформить как мнение профессионального медицинского сообщества», - г8оворит главный редактор «ResPublika». Помимо главного редактора, в органах внутренних дел были опрошены журналисты издания - авторы интервью с Василием Крюковым и Германом Стерлиговым. В настоящий момент полицией проводятся проверочные мероприятия. Журналистские тексты должны были отдать на психолого-лингвистические экспертизы, по итогам которых, возможно, будет поставлен вопрос о возбуждении уголовных дел. По мнению Сергея Заболотских, подобными действиями представители полиции пытаются оказать давление на главного редактора журнала «ResPublika» с целью изменения редакционной политики издания.

ЯНВАРЬ, 19
Сайт «Республика»
Роскомнадзор вынес первое предупреждение новостному сайту «Республика» за карикатуру на религиозную тематику. «Мы направили предупреждение «Республике» из-за опубликованной карикатуры, которая высмеивала религиозные святыни одной из конфессий. Согласно закону о противодействии экстремистской деятельности, это расценивается как разжигание разных видов розни», - заявил пресс-секретарь надзорного органа Вадим Ампелонский. Представитель Роскомнадзора добавил, что ведомство тщательно следит и за другими СМИ. Информационно-аналитический портал «Республика» был создан в сентябре 2008 года в Казахстане. Ранее ведомство призвало СМИ воздерживаться от подобных публикаций. Это обращение Роскомнадзора последовало за нападением на редакцию французского еженедельника Charlie Hebdo, публиковавшего карикатуры на религиозные темы, в том числе с изображением пророка Мухаммеда.

ЯНВАРЬ, 20
Евгения Альбац
Пресненский суд Москвы назначил наказание в виде штрафа в 500 руб. главному редактору журнала The New Times Евгении Альбац по делу о неповиновении сотрудникам полиции. В конце декабря СМИ сообщали, что, по версии полиции, автоинспекторы остановили машину Альбац на Новом Арбате, причем журналистка отказалась предъявить документы. По версии самой журналистки, сотрудник ДПС не представился и отказался отвечать на вопрос о причинах задержания. В отношении Альбац был составлен протокол о неповиновении законному требованию сотруднику полиции, максимальным наказанием по которому является административный арест до 15 суток (см. монитор за декабрь 2014 года).

ЯНВАРЬ, 21
Журнал The New Times
Тверской районный суд Москвы признал законным требование Роскомнадзора заблокировать статью «Парад суверенитетов 2.0» о движениях, выступающих за федерализацию России, в журнале The New Times. Требование пытались оспорить редакция журнала и автор статьи, Александр Литой. Как пишет ОВД-Инфо, несмотря на многочисленные запросы от The New times, в том числе через депутата Госдумы Дмитрия Гудкова, вплоть до самого заседания суда не было ясно, кто потребовал блокировать статью – Генпрокуратура или Роскомнадзор. Сегодня выяснилось, что прокуроры к блокировке статьи отношения всё-таки не имеют. Предписание The New Times было направлено по инициативе Роскомнадзора, в соответстии с его трактовкой требования Генпрокуратуры блокировать материалы, призывающие к участию в акциях «за федерализацию». Представитель прокуратуры принесла на заседание текст требования для блокировок. В нем, например, говорилось, что движение за федерализацию в Сибири выступает за «создание Сибирской республики в составе Российской Федерации». Причем тут пропаганда сепаратизма, осталось неизвестным, так как судья отклонила вопросы по нему представителю прокуратуры. Более получаса Вадим Прохоров, адвокат The New Times, Ольга Чавдар, адвокат автора статьи и сам автор пытались выяснить у представителя Роскомнадзора, какие конкретно пассажи текста «Парад суверенитетов 2.0» пропагандируют «массовые беспорядки, экстремизм, либо акции не согласованные в установленном порядке» (формулировка из предписания к блокировке текста). Представитель Роскомнадзора жаловалась судье, что «её пытаются запутать», но ничего конкретного не сказала. Судья скороговоркой зачитала решение – о том, что предписание было законным – автор и журнал намерены обжаловать такое решение.

ЯНВАРЬ, 21
Lenoblinform.ru
Rb.ru
RuNews24
Газета «Мурманский вестник»
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ (Роскомнадзор) вынесла предупреждения российским СМИ за публикацию карикатур французского сатирического журнала Charlie Hebdo на мусульманского пророка Мухаммеда. Штрафные санкции применены в отношении газеты «Мурманский вестник», Ленинградского областного информационного агентства (Lenoblinform.ru) и интернет-изданий rb.ru, RuNews24. Как пояснили в ведомстве, предупреждения СМИ получили за «публикацию карикатур на религиозные святыни одной из конфессий». Ранее упомянутое агенства и интернет-порталы разместили на своих сайтах обложки французского сатирического журнала Charlie Hebdo с карикатурами на пророка Мухаммеда.

ЯНВАРЬ, 22
Все СМИ
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на фоне терактов в редакции французского издания Charlie Hebdo и митингов в Чечне против карикатур на пророка Мухаммеда подумывает о том, чтобы лишать СМИ лицензии за карикатуры на религиозные темы. Как сообщил ТАСС со ссылкой на источник, близкий к правительству, ситуация с распространением «оскорбительных» карикатур находится под постоянным мониторингом. Ряду СМИ ранее были вынесены предупреждения за подобные изображения. «В случае выявления повторного нарушения будет инициирован процесс прекращения регистрации СМИ», - указал источник.

ЯНВАРЬ, 22
СМИ Саратова
В Саратове журналистов не пустили на заседание комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера областной думы. Мероприятие проходит в кабинете вице-спикера парламента Александра Сундеева. Законотворцы планировали дать оценку правдивости декларации Александра Сундеева, а также понять, почему он не указывает в ежегодных отчетах данные об активах и заработках своей жены. О необходимости проведения заседания ранее ходатайствовали руководители ряда саратовских телеканалов. Соответствующие обращения были направлены в адрес председателя парламента Владимира Капкаева. Закон, о котором говорится в обращении, подписан губернатором Валерием Радаевым в 2012 году и предусматривает, что заседания комиссии должны проходить открыто и гласно, т.е. с участием СМИ. Корреспонденты нескольких изданий, в т.ч. телеканалов, пытались осветить мероприятие. Но у входа в кабинет Александра Сундеева журналистов ожидали сотрудники аппарата комитета. Они пояснили, что мероприятие носит закрытый характер. В итоге журналистов на встречу не пустили.

ЯНВАРЬ, 22
Газета «Правда Северо-Запада»
Главный редактор газеты «Правда Северо-Запада» Илья Азовский обратился в прокуратуру Архангельской области с требованием привлечь к административной ответственности начальника УФСКН России по Архангельской области Валерия Сафьянова за нарушение Закона «О СМИ» и игнорирования запроса журналистов. Напомним, что 12 января 2015 года, архангельские журналисты направили запрос на имя начальника ФСКН России по Архангельской области Валерия Сафьянова. Целью запроса было предложение Сафьянову прокомментировать опубликованные на информационном портале «Эхо Севера» материалы, в которых говорится о направленном в полицию Архангельска заявлении о привлечении его к уголовной ответственности по статье 128-ой УК РФ за клевету. Подробности читайте здесь. Семидневный срок предоставления ответа истек. На основании ст. 13.28 КоАП главным редактором общественно-политического еженедельника «Правда Северо-Запада» Ильей Азовским направлено обращению в прокуратуру Архангельской области с требованием привлечь Валерия Сафьянова к административной ответственности.

ЯНВАРЬ, 22
Валерий Бриних
В Майкопском городском суде состоялось судебное заседание по иску администрации Теучежского района к председателю Адыгейского республиканского отделения ВООП Валерию Бриниху о защите деловой репутации юридического лица за статью «Молчание ягнят». Судебное заседание вел судья Геннадий Зубков. Завершилось заседание сенсацией - суд полностью отказал в иске администрации. Администрация Теучежского района направил иск в суд в ноябре 2014 года. Именно на территории этого района находится свинокомплекс ЗАО «Киево-Жураки АПК», в результате деятельности которого происходит крупномасштабное загрязнение окружающей среды. Чиновников районного масштаба задело в публикации утверждения о том, что в зоне негативного воздействия свинокомплекса не решаются экологические проблемы, а сам свинокомплекс странным образом разместили между адыгейскими аулами, где практически все жители – мусульмане. Не понравились также районным начальникам сентеции на тему взаимоотношений власти и народа (см. монитор за декабрь 2014 года). Несмотря на то, что в статье отсутствовало даже упоминание об органах местного самоуправления вообще и администрации Теучежского района в частности, истец потребовал опровергнуть любую содержащуюся в статье «Молчание ягнят» критику властей. Линия защиты Валерия Бриниха была построена на следующих доводах: 1. Скриншот со статьей «Молчание ягнят» был скопирован без участия нотариуса и заинтересованных лиц, не заверен в установленном порядке. Его нельзя использовать в деле в качестве допустимого доказательства, т.к. он получен с нарушением закона. 2. В ходе судебного заседания не доказано авторство статьи «Молчание ягнят», поэтому обоснованность привлечения Валерия Бриниха в качестве ответчика вызывает большие сомнения. 3. В статье «Молчание ягнят» отсутствуют тексты, которые затрагивают права и законные интересы истца, негативно влияя на деловую репутацию администрации Теучежского района. Судья Геннадий Зубков согласился с доводами ответчика и отказал администрации Теучежского района в удовлетворении исковых требований.

ЯНВАРЬ, 23
СМИ Бурятии
Неожиданное сообщение появилось на официальном сайте администрации Улан-Удэ. Общегородские планерки в мэрии, которые проходят каждый понедельник, теперь закрыты для средств массовой информации. «Вниманию журналистов! Планерное общегородское совещание администрации Улан-Удэ, которое проводится по понедельникам, с 26 января будут проходить в закрытом режиме для прессы», - сообщило городское управление по информационной политике. Как разъяснили в пресс-службе города, это связано с некоторыми изменениями в формате проведения совещаний. «Мы меняем формат планерок. В понедельник планерное совещание будет проходить в закрытом режиме. Но по пятницам, как и прежде, представители средств массовой информации смогут принимать участие в планерке. Там будут рассматриваться все необходимые темы», - сообщил руководитель управления по информационной политике Улан-Удэ Юрий Сибиряков. По его словам, решение о том, что планерки по понедельникам будут проходить без участия СМИ, было принято «коллегиально». Правда, пока непонятно, будут ли эти совещания всегда закрыты для журналистов. Не исключено, что это временная мера. Напомним, что в мэрии Улан-удэ проходят две общегородские планерки – по понедельникам и по пятницам. Обе еще со времен Геннадия Айдаева были всегда доступны для СМИ. Теперь доступ разрешен только на одно из этих совещаний.

ЯНВАРЬ, 23
Газета «Районные будни»
Валентин Кецманов
Арбитражный суд Центрольного округа рассмотрел кассационную жалобу ООО «Рыльское ДРСУ» на решение по его иску к газете «Районные будни» (город Рыльск Курской области) и ее главному редактору Валентину Кецманову. Напомним, строительная компания требовала возмещения репутационного вреда в размере 1 млн рублей с главного редактора газеты и 3 млн – с редакции. В августе 2014 года Арбитражный суд Курской области отказал истцу в требованиях в полном объеме, тогда же Арбитражный апелляционный суд оставил то решение без изменения. Компания подала кассационную жалобу, но суд оставил решение первой инстанции в силе, подтвердив правоту позиции редакции.

ЯНВАРЬ, 23
Ева Меркачева
Газета «Московский комсомолец»
Пресненский суд Москвы отказал в иске экс-руководителю Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ Денису Сугробову, обвиняемому в превышении должностных полномочий, к газете «Московский комсомолец» и журналисту Еве Меркачевой о защите чести, достоинства и деловой репутации, передает корреспондент агентства «Москва» из зала суда. «Статьи Е. Меркачевой публиковались в те периоды, когда продлевалась мера пресечения Д. Сугробову, чтобы воздействовать на решение суда», - заявил адвокат Эдуард Исецкий. По мнению адвокатов, журналистка написала статью, не проверив сведения, предоставленные ей героем материала. Поводом для судебного разбирательства послужила статья под заголовком «Фигурант дела ГУЭБиПК: «В России нужно отменить наличные деньги вообще. Тогда не будет ни воровства, ни коррупции», в которой сообщается о преступной связи руководства антикоррупционного подразделения и платежной системы «QIWI», через которую якобы обналичивались деньги. Истец просил опровергнуть не соответствующую действительности информацию, опубликовав опровержение в газете, и взыскать с ответчиков судебные издержки - только госпошлину. В свою очередь автор материала Е. Меркачева заявляла, что нет оснований не доверять словам героя ее статьи. Д. Сугробов и другие сотрудники ГУЭБиПК являются фигурантами уголовного дела о превышении должностных полномочий и создании преступного сообщества. В настоящее время Д. Сугробов по решению суда остается в СИЗО до 14 февраля 2015 года.

ЯНВАРЬ, 23
Сергей Резник
Журналист и блогер Сергей Резник, приговоренный в ноябре 2013 года Первомайским районным судом Ростова-на-Дону к полутора годам лишения свободы, на втором процессе, который проходил в Ленинском суде, обвинялся в заведомо ложном доносе на майора ОБЭП Глинкина и оскорблении трёх представителей власти - того же Глинкина, а также заместителя начальника центра «Э» областного УВД майора Ищенко и бывшего заместителя прокурора Ростовской области Климова (см. монитор за июнь, август, сентябрь, ноябрь 2014 года). Государственным обвинителем была тот же прокурор Кашубина, которая в первом процессе просила суд назначить журналисту наказание в виде лишения свободы по трём эпизодам его якобы «преступной деятельности», включая покупку за 2 000 рублей талона техосмотра его автомобиля. Когда судья Ленинского суда Строков отклонил ходатайство подсудимого об отводе Кашубиной, не только у адвокатов, но и у всех присутствующих на процессе появились нехорошие предчувствия. Они усилились, когда судья также отклонил просьбу подсудимого ввести в процесс ещё одного адвоката, защищавшего журналиста на первом процессе, Ирину Дергунову. В последнем слове на втором процессе, как и на первом, Сергей Резник вину свою не признал. Он многократно заявлял, что причиной его уголовного преследования является оппозиционная деятельность. Во время прений сторон гособвинитель попросила назначить Резнику дополнительно к первому сроку, который истекает в мае 2015 года, ещё полтора года лишения свободы. Судья Строков именно такой вердикт и вынес: в общей сложности Резник приговорён к трем годам колонии общего режима. Поскольку срок этот исчисляется с ноября 2013 года, когда он был заключён под стражу в зале Первомайского суда, остается ещё год и одиннадцать месяцев заключения. Помимо этого, суд назначил Резнику ещё и дополнительное наказание - запрет на профессиональную деятельность в течение двух лет после отбытия наказания. Для российской журналистики это редчайший, если не сказать беспрецедентный случай. Однако таким образом суд официально признал Резника журналистом, хотя во время процесса сторона обвинения неоднократно ставила это под сомнение на том основании, что в последнее время он не работал в штате редакции и сотрудничал с газетами как фрилансер, а многие свои публикации размещал в блоге otto-cazz. Кстати, месяц назад Сергей Резник был принят в Москве в члены Союза журналистов России. На оглашение приговора в Ленинский суд пришло около сорока его сторонников из группы поддержки и коллег-журналистов, так что из маленького зала заседаний (все остальные помещения, как водится, оказались заняты) пришлось вынести все скамьи и люди стояли вплотную друг к другу. Развязка этой драмы стала если и не сенсацией (мало кто надеялся, что известного журналиста и популярного блогера оправдают), то самой обсуждаемой новостью донской столицы, особенно в блогосфере. Комментарии полны, мягко говоря, возмущением столь жестким приговором, особенно на фоне условных сроков наказания, которыми ростовские суды одаривают разного рода мошенников и казнокрадов «в особо крупных размерах». Складывается впечатление, что все суровые статьи закона писаны именно для оппозиционных журналистов.

ЯНВАРЬ, 23
«Московская правда»
Иск бывшего начального антикоррупционного главка МВД Дениса Сугробова к изданию «Московская правда» отклонен Пресненским судом Москвы. Как следует из иска, в сентябре прошлого года в газете была опубликована статья под заголовком «БХСС – сладко пьет и сладко ест!». В заявлении указано, что в публикации речь идет об аресте по ходатайству ГСУ Следственного комитета РФ, который был наложен на 11 объектов недвижимости Сугробова. Истец просил опровергнуть «несоответствующую действительности информацию», опубликовав опровержение, и взыскать с ответчиков судебные издержки, сообщает РАПСИ. Сугробов и другие сотрудники ГУЭБиПК стали фигурантами уголовного дела о превышении должностных полномочий. По версии следствия, они пытались «подставить» сотрудника ФСБ, выдав себя за бизнесменов и попросив взять их «под крышу» за 10 тысяч долларов в месяц. Летом заместитель Сугробова Борис Колесников покончил с собой, выбросившись из окна здания Следственного комитета.

ЯНВАРЬ, 23
Елена Климова
Деятельность уральской журналистки Елены Климовой, создательницы нашумевшего проекта «Дети 404», вызывает неоднозначную реакцию как среди коллег, так и в гражданском обществе. Потому решение суда первой инстанции города Нижнего Тагила (Свердловская область), признавшего блогера виновной в нарушении части 2 статьи 6.21 КоАП РФ («Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних») и приговорившего ее к штрафу в 50 тысяч рублей, тоже вызвало немало споров. Сама Климова в комментариях заявила, что будет оспаривать это решение, так как не понимает, в чем конкретно выразилась пропаганда. Она считает, что угроза закрытия сайта приведет к прекращению не только коммуникаций среди ЛГБТ-подростков в социальных сетях, но и снизит вероятность предоставления им правовой и психологической помощи. Проект «Дети-404» был создан весной 2013 года. Ранее, в январе 2014 года, в отношении Елены Климовой уже было возбуждено аналогичное дело, однако оно было закрыто спустя месяц из-за отсутствия состава преступления.

ЯНВАРЬ, 24
Илья Илиади
В Минеральных Водах (Ставропольский край) состоялся несанкционированный митинг. Поводом для этой акции послужило убийство военнослужащего из отряда «Эдельвейс» Дмитрия Сидоренко, произошедшее в ночь с 20 на 21 января. Убийству пытались приклеить «межэтнический» ярлык: в блогосфере даже появились призывы к массовому выселению армян из Минеральных Вод, где они составляют почти десятую часть населения, вплоть до кровной мести за убитого военного. Сотрудники спецслужб и МВД пытались предотвратить проведение так называемого «схода». Несколько активных оппозиционеров были различными способами заблокированы, чтобы исключить их участие в акции. Был задержан главный редактор и издатель газеты «Время. Ставропольский край» Илья Илиади.

Свободная пресса Юг, 25 янв задержание

ЯЕВАРЬ, 26

СМИ Свердловской области

В преддверии муниципальных выборов СМИ Свердловской области, похоже, вновь предстоит очередная реорганизация. Об этом свидетельствует внезапная отставка двух высокопоставленных сотрудников администрации губернатора Евгения Куйвашева - заместителя главы администрации Ильи Ананьева и руководителя департамента по печати и массовым коммуникациям Дмитрия Федечкина. Любопытно, что оба они были «чужаками», приехавшими несколько лет назад на работу на Средний Урал из соседней Челябинской области, при этом местное медиа-сообщество было шокировано таким выбором властей, ведь свердловчане всегда обходились кадрами из собственного региона. Что ж, теперь ясно, что главный проект чиновников - реформа муниципальной прессы, чьей главной целью было упорядочивание рынка множества районных газет и превращение этой сети в эффективный инструмент взаимодействия администрации губернатора с населением муниципалитетов, и раньше вызывавший немало споров, теперь под угрозой. Ряд самостоятельных редакторов был вынужден уйти, а прочих, судя по всему, уже мало устраивает остаточное финансирование от областной власти. Тем боле, что сейчас с финансами, как известно, будет непросто, поэтому, очевидно, Ананьев с Федечкиным и ретировались из Екатеринбурга. Удивительно, но, по словам Ананьева, департамент печати будет вскоре преобразован в структуру министерства строительства и связи. Будет назначен куратор, хочется надеяться, что все-таки не строитель. Теперь губернаторские структуры вынуждены вернуть в эту деятельность Александра Рыжкова, некогда неплохо взаимодействовавшего как раз с районной и городской прессой. Ему, безусловно, придется корректировать действия своих предшественников. Да и вообще всю уральскую прессу в ближайшем будущем ждут нелегкие времена – так, накануне Нового года о существенном сокращении кадров заявили «Областное телевидение» и «4 канал», а с учетом сокращения рекламы готовятся к «резке» глянцевые журналы и ведущие печатные издания.

ЯНВАРЬ, 26
СМИ Приморского края
Директор Высшей школы телевидения ВГУЭС Валерий Бакшин рассказал о ситуации с бумажной прессой в Приморском крае: «Хотя интернет всё активнее вторгается в нашу жизнь, большинство россиян по-прежнему не готовы отказываться от чтения печатной периодики: по данным ВЦИОМ, таких 73 %. Однако тиражи печатных СМИ уменьшаются. Вот данные о подписке на районные и городские газеты Приморского края на первое полугодие 2015 года: 66,6 тыс. экземпляров – на 12 тысяч меньше, чем было год назад. Это на 12 городов и 22 района – в среднем меньше двух тысяч на город или район. А всего приморцы оформили подписку на 341,1 тыс. экземпляров – примерно 0,18 экз. на одного жителя или 0,5 экземпляра на одну семью, хотя каких-то 20 лет назад в Приморье на семью приходилось более 3 подписных экземпляров газет и журналов. Конечно, сюда нужно добавить газетную розницу, но точных данных о реально реализованных розничных тиражах нет, а верить цифрам об отпечатанных тиражах в выходных данных просто нельзя: «Новая газета» во Владивостоке», которую я, кстати, выписываю, сообщает о тираже в 10,1 тыс. экземпляров - при подписке в 235 экземпляров. Жители Приморья, как, впрочем, и всей страны, всё меньше и меньше читают бумажные варианты газет и журналов. Конечно, весомую лепту в падение тиражей вносит интернет, но я что-то не верю, что приморцы предпочитают читать электронные версии районных и городских газет. Тем более, что далеко не все районные и городские газеты края имеют электронные версии, да и интернет в крае развит довольно слабо. На прошлогоднем краевом медиасаммите главный редактор районной газеты «Вестник Тернея» Юрий Шадрин грустно шутил по поводу интернета в этом северном приморском районе: «можно сказать, что его в Тернее просто нет». Недавно прошло сообщение, что районные газеты Москвы переходят – в обязательном порядке - с бумажного на электронный вариант. Приморским районкам это не грозит, хотя бы потому, что интернет в Приморье почти в десять раз дороже, чем в Москве – не по карману он ни редакциям газет, ни читателям. а и качество электронных услуг вызывает вопросы. А газеты становятся всё дороже и дороже: к примеру, доставка газет в этом году в Приморском крае стала дороже в полтора раза. Вот и получается, что главная причина сокращения тиражей приморской прессы – экономическая. Практически все районные и городские газеты, как, впрочем, и большинство краевых, существуют за счет финансовой помощи местных и краевых властей. Что, естественно, отражается на содержании изданий – ведь финансовая помощь выделяется только СМИ, лояльным к властям. В результате из приморских изданий практически исчезли материалы, критически оценивающие реалии местной жизни. Несколько лет назад главный редактор городской газеты «Находкинский рабочий» был вынужден добровольно уйти в отставку, когда мэр Находки пригрозил лишить газету финансовой поддержки из-за её критики местного ЖКХ. Другой пример. Уже несколько лет выборы в Приморском крае проходят без участия почти всех местных СМИ – таким было условие выделения финансовых грантов. Даже в весьма оппозиционной по отношению к российским властям «Новой газете» в её местном варианте нет никакой критики приморских властей – зато газета получает гранты от краевой администрации. В бюджете Приморского края на 2014-2016 годы предусмотрено выделение ежегодно по 475,4 млн. рублей на освещение деятельности губернатора и его администрации – примерно по 1,3 млн. рублей в день. Естественно, что гранты выделяются только лояльным к местным властям средствам массовой информации. К тем же, кто пытается существовать самостоятельно, применяются другие меры. Ярким примером стало решение избирательной комиссии Приморского края по поводу программы «Ваш репортаж» радиостанции «Владивосток-FM», которая позволяла слушателям в прямом эфире высказывать своё мнение о деятельности местных органов власти. Разговор шёл о насущных проблемах городов и сёл Приморья. Естественно, далеко не всегда оценки приморцев были положительными, тем более, что социально-экономическая ситуация в крае не даёт поводов для оптимизма. Но такой вариант диалога «СМИ – власть – общество» не устроил краевую избирательную комиссию, которая 1 сентября 2014 года приняла решение о передаче «Ваш репортаж» радиостанции «Владивосток-FM». Вот цитаты из этого решения: «устойчивое преобладание негативных оценок деятельности», «умышленно распространяется не соответствующая действительности информация», «косвенное обвинение... в использовании бюджетных средств» и т.д. Естественно, что на решение крайизбиркома отреагировали правоохранительные органы: мировой суд оштрафовал ЗАО «ПАРИ», учредителя радиостанции «Владивосток-FM», на 30 тыс. рублей, а прокуратура возбудила уголовное дело. Что будет дальше? В нынешней экономической ситуации смогут выжить только те издания, которые будут получать финансовую поддержку от местных и краевых властей. Конечно, газеты в Приморье не исчезнут. Вот только читать их будут всё меньше.

ЯНВАРЬ, 26
«Открытая газета»
Октябрьский суд города Ставрополя в полном объеме отказал в удовлетворении иска главе ставропольского городского расчетного центра Светлане Фоминой о защите ее чести и достоинства. Документальными и свидетельскими показаниями в суде были подтверждены факты многочисленных публикаций «Открытой газеты» о мошеннических схемах СГРЦ, целью которых было присвоение денег горожан под видом «долгов». Почти два с половиной года, в каждом номере, газета писала о том, как СГРЦ обирает горожан. Против независимого краевого издания были брошены немалые силы: судебные иски, странные экспертные конторы с не менее странными дорогостоящими экспертизами, Роскомнадзор, наконец, клеветнические жалобы в разные органы власти (см. монитор за декабрь 2014 года). Редактор Людмила Леонтьева больше времени проводила в суде, чем в редакции. Одновременно было прекращено ранее возбужденное уголовное дело в отношении директора СГРЦ. Поддерживали газету лишь ее читатели, приходя в суд со своими доказательствами – платежками, расчетами и душераздирающими историями. В итоге оказалось: ни рубля не были должны коммунальщикам престарелые супруги Верхотуровы, которым СГРЦ в иске выкатил «долги» за коммунальные услуги в сумме 90 тысяч рублей. Выиграл суды и офицер в отставке Мамин: через долгие месяцы судебной нервотрепки доказав отсутствие «долгов» в несколько тысяч рублей. Еще несколько человек, поддерживаемые газетой, продолжают добиваться защиты от незаконных долговых притязаний СГРЦ. А апелляционная коллегия Ставропольского краевого суда отменила решение Промышленного суда, закрывшем уголовное дело в отношении Фоминой. Газета оказалась чиста, следствие в отношении главы СГРЦ будет продолжено, - на отдельном участке фронта борьбы с коррупцией в ЖКХ одержана первая победа.

ЯНВАРЬ, 26
РБК
Издание «Век»
Сетевое информационное агентство «ВК Пресс»
Электронное периодическое издание «ИнтерНовости.ру»
Интернет-издание «Лениздат.ру»
Роскомнадзор вынес предупреждение печатной версии РБК, а также еще пяти средствам массовой информации за использование религиозных карикатур, говорится на сайте ведомства. Как отмечается, это пока первое предупреждение РБК за год. Согласно сообщению, предупреждение РБК было вынесено за статью «Скажи журналистам, что это «Аль-Каида», которая была опубликована 15 января. В материале был использован рисунок, «оскорбляющий религиозные чувства мусульман, разжигающий религиозную рознь», говорится в документе. Предупреждения вынесены также изданию «Век», сетевому информационному агентству «ВК Пресс», электронному периодическому изданию «ИнтерНовости.ру» и интернет-изданию «Лениздат.ру». Ранее стало известно, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций направила предупреждение трем сетевым изданиям за публикацию религиозных карикатур на пророка Мухаммеда из Charlie Hebdo.

ЯНВАРЬ, 26
Грани.Ру
Роскомнадзор вынес предупреждение «Граням» о недопустимости использования СМИ для осуществления экстремистской деятельности. Поводом стала публикация «Новый номер Charlie Hebdo выйдет трехмиллионным тиражом», говорится в поступившем в редакцию письме, подписанном заместителем главы РКН Максимом Ксензовым. «Редакция электронного периодического издания Грани.Ру проиллюстрировала вышеуказанный материал изображением (рисунком) оскорбляющим религиозные чувства мусульман, разжигающим религиозную рознь», - говорится в документе. Роскомнадзор потребовал незамедлительно удалить или отредактировать материал и сообщить об этом ведомству в десятидневный срок. 1 августа Роскомнадзор вынес Граням.Ру предупреждение за публикацию текста арт-активиста Артема Лоскутова «О сибирском марше». По мнению надзорного органа, в этом материале «содержится публичный призыв к изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации» (см. монитор за август 2014 года). Такие призывы по российским законам приравнены к экстремистской деятельности, говорилось в письме за подписью Ксензова. Таким образом, Грани.Ру получили два предупреждения в течение года. Это может стать поводом для отзыва лицензии СМИ. Редакция считает оба предупреждения незаконными и отказывается выполнять требования Роскомнадзора.

ЯНВАРЬ, 26
Телеканал ATR
Здание крымско-татарского телеканала ATR в Симферополе обыскивают сотрудники специального подразделения МВД. Подъезд к нему блокирован. В здание никого не впускают и не выпускают. Генеральный директор телеканала Эльзара Ислямова на телефонные звонки не отвечает. Правоохранительные органы официальных комментариев не дают. Обыски проводятся в рамках расследования уголовного дела, которое находится в производстве СК в Крыму, сообщает «Крыминформ». Журналист ATR Шевкет Наматуллаев рассказал, что в редакцию приехали следователи ФСБ и СК. «Возле каждого кабинета выставили вооруженного человека. Снимать запрещают, грозятся забрать технику», - написал Наматуллаев в своем фейсбуке. По словам журналиста Османа Пашаева, ранее работавшего на ATR, следователей интересуют материалы, снятые во время массовой акции 26 февраля 2014 года. Тогда у здания Верховного совета Крыма произошли столкновения между сторонниками и противниками присоединения полуострова к России. Пашаев отметил, что все материалы телеканал предоставил еще в прошлом году. Заместитель генерального директора ATR по информационной политике Лиля Буджурова сообщила, что следователи изымают сервер, передает Meduza. Кроме того, стало известно, что телеканал отключили от эфира.

ЯНВАРЬ, 26
Дмитрий Флорин
Все СМИ
В Москве под окнами ФСБ января была проведена акция в защиту Надежды Савченко. Спустя две минуты после начала акции оперативники центра «Э» во главе с небезызвестным «специалистом по оппозиции» старшим уполномоченным Центра по противодействию экстремизму ГУВД Москвы Алексеем Окопным задержали 12 человек. К площади на большой скорости подъехал автомобиль «Рено-Логан» с оперативниками Центра «Э», микроавтобус с бойцами и автозак. К участникам акции подбежали «люди в штатском» и полицейские в бронежилетах. Ни один из полицейских не представлялся, все они были без жетонов, причину задержания никто не объяснял. Людей сбивали с ног и волоком тащили в автозак. При задержаниях пострадали журналисты - бойцы повалили нескольких репортеров в снег. А одного из журналистов, заснявшего лицо Окопного, сам Окопный схватил за рюкзак и плечи и со словами: «Не снимать!», попытался повалить в снег. Журналист смог устоять на ногах, крича: «Спокойно! Я – пресса!» Тогда Окопный приказал ему убрать камеру и не снимать. Снимая задержания, журналист Дмитрий Флорин получил удар в спину от неизвестного полицейского, который также произнес: «Не снимать!». Затем оперативник Окопный приказал офицеру проверить у Д. Флорина документы: «Посмотри, какая он пресса». Получив журналистское удостоверение, полицейский передал его Окопному, который стал его изучать. Наведя объектив на Окопного, Флорин получил удар в камеру, причем своим же удостоверением, находящемся в руках у оперативника Центра «Э». Просьба журналиста представиться была проигнорирована, Алексей Окопный передал удостоверение полицейскому со словами: «А это он у вас проверяет». Вернув удостоверение, полицейские приказали журналисту «уйти подальше», аргументируя это тем, что все происходящее находится на проезжей части площади.

ЯНВАРЬ, 26
Роман Юшков
Региональное управление ФСБ России по Пермскому краю повторно предъявило обвинение пермскому журналисту Роману Юшкову в связи с публикацией «Истерия по-пугачевски» в краевой газете «Звезда». Ранее суд направил дело Юшкова, обвиняемого в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности и в возбуждении ненависти к группе лиц, на доследование. Повторное обвинительное заключение практически не отличается от первоначального. Юшкову предъявлены обвинения по части 2 статьи 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности») и части 1 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства группы лиц по признакам национальности с использованием СМИ»). Журналист и его адвокат Александр Струков подавали ходатайство на проведение независимой лингвистической экспертизы, однако следователь им в этом отказал на основании того, что в деле имеется несколько экспертиз, выполненных по заказу ФСБ. «По делу я вновь хожу на допросы. К материалам дела были приобщены, наконец, и показания саратовского журналиста Антона Наумлюка. Любопытно, что неожиданно возбудили гражданское дело о признании газетного материала экстремистским, которое было приостановлено до вынесения приговора по уголовному, в конце января будет суд», - отметил Юшков, предположивший, что обвинение хочет, чтобы суд признал статью «Истерия по-пугачевски» экстремистским материалом до начала заседания по уголовному делу, чтобы таким образом повлиять на решение суда. Уголовное дело в отношении Романа Юшкова было возбуждено ФСБ в июле 2013 года после публикации статьи, в которой журналист оценивал криминальную ситуацию в Пугачеве и указывал на бездействие местной полиции. Общественное объединение представителей Чеченской и Ингушской республик в Пермском крае «Содружество» в лице его руководителя Адлана Мусаева было признано потерпевшим в деле. В июле судья Олег Спиридонов возвратил его прокурору Пермского края в связи с имеющимися в деле недоработками и противоречиями. После этого следственный отдел краевого ФСБ дорабатывал дело, и в ближайшее время материалы должны быть переданы в суд. Юшкову грозит до пяти лет лишения свободы. В настоящее время журналист находится под подпиской о невыезде.

ЯНВАРЬ, 26
Лариса Некрасова
Журналист Лариса Некрасова задержана и находится в «обезьяннике» тюменского ГОМ-4. ОНа воспользовалась правом сделать звонок и сообщила, что ее задержали недалеко от поселка Винзили в придорожном магазине. На машине полиции доставили в ГОМ-4 на улице Горького в Тюмени. Во время задержания она проявляла недовольство, но опасности окружающим не представляла. С какой целью ее держат более шести часов в обезьяннике, не знает. Лариса Некрасова - известная тюменская журналистка, долгое время работала редактором новостей на сайте «Наш город». Критически освещает работу многих депутатов и городских руководителей. Опубликовала письмо 148 тюменских гаишников о сборе дани для начальства, после чего посадили командира полка и выгнали из Тюмени предыдущего генерала областной полиции. Информация на 9 утра 26 января: Лариса Некрасова ночевала в «обезьяннике». Днем ее должны повезти к прокурору Тюменского района. По ее словам, ей инкриминируют сопротивление законным требованиям работников полиции и причинение работнику полиции тяжких телесных повреждений - царапину ногтем по лицу. Сотруднику полиции вызывали скорую. В 12 часов Лариса Некрасова выпущена на свободу.

ЯНВАРЬ, 26
«Новая газета»
Таганский районный суд Москвы отказал в иске «Новой газете», которая оспаривала вынесенное Роскомнадзором предупреждение осенью 2014 года. Не понравились ведомству два фрагмента из статьи Юлии Латыниной «Если мы не Запад, то кто мы?». В них чиновники обнаружили экстремизм (см. монитор за октябрь 2014 года). «Мы не получили ни одного ответа от представителей Роскомнадзора. Для начала они спутали «Новую газету» с неизвестным нам СМИ и долго обличали коллег за экстремизм, потом, смутившись, попросили считать конфуз технической ошибкой. Фамилию того специалиста, что обнаружил нехорошее в полемическом тексте Юлии Латыниной, они не знали, какое у него образование (а вдруг – ветеринар?), квалификация и стаж работы в экспертной сфере, пояснить не могли», - сообщается на сайте «Новой». В издании также отметили, что Роскомнадзор не пояснил, под какие признаки экстремизма подпадают именно эти, «выдранные из контекста» фрагменты. «В итоге решили сослаться на мнение экспертов, к которым Роскомнадзор обратился почему-то только после вынесения предупреждения, но и до подачи иска «Новой газетой». Специалистов было три: один имеет высокую степень магистра (то есть просто вуз окончил) по специальности «преподаватель русского языка» и два криминалиста такой же степени (с уклоном в теорию почему-то оперативно-разыскной работы). В своем заключении эти специалисты сделали одно открытие в области филологии: оказывается, слова «экстремизм» и «фашизм» - синонимы, и затвердили одну аксиому: Л. Н. Толстого необходимо указывать только лишь с инициалами, ибо он классик и иное написание - оскорбление русской культуры (сослались на сборник материалов по ЕГЭ)», - добавили в «Новой газете». «Новая газета» представила три заключения - и исторические, и лингвистические, - подписанные признанными экспертами, докторами и кандидатами наук и доказывающими, что статья Латыниной не содержит никакого экстремизма и не выходит за рамки существующих научных полемик. «Новая газета» будет обжаловать решение суда и саму практику вынесения предупреждений СМИ, «когда невозможно даже понять, на каких основаниях это сделано и кем». Роскомнадзор вынес редакции и учредителю «Новой газеты» предупреждение о недопустимости размещения на страницах СМИ материалов экстремистского характера. Поводом стала статья Юлии Латыниной «Если мы не Запад, то кто мы?», опубликованная 10 сентября 2014 года. В своем материале журналист «Новой» сравнила деятельность российских чиновников и депутатов с приемами, которые использовал Гитлер.

ЯНВАРЬ, 27
«Эхо Москвы»
Таганский суд Москвы признал законным предупреждение Роскомнадзора, который усмотрел в одной из передач радиостанции «Эхо Москвы» оправдание военных преступлений. Таким образом, судья отклонила жалобу главного редактора радиостанции Алексея Венедиктова, который посчитал предупреждение незаконным, указав также, что ведомство не может предъявлять претензии к прямым эфирам, поскольку редакция не несет ответственности за сказанное гостем. Венедиктов также отметил, что называть боевые действия «военным преступлением» можно только после решения суда, а по факту боев за аэропорт пока не возбуждено ни одно уголовное дело. После окончания суда Алексей Венедиктов заявил, что намерен обжаловать данный приговор. «Судья Смолина отказала в моей жалобе на Роскомнадзор. Идем в Мосгорсуд», - написал он в своем Twitter. Поводом для предупреждения Роскомнадзора стала передача «Своими глазами», вышедшая в эфир в октябре 2014 года. Ведомство посчитало, что в ней содержалась информация, оправдывающая практику военных преступлений. Стенограмма этой программы впоследствии была убрана с сайта радиостанции. Венедиктов считает, что предупреждение было вынесено с нарушением установленного порядка (см. монитор за октябрь 2014 года).

ЯНВАРЬ, 27
Газета «Эффект»
Газета «Вечорка»
Лидер преступной группировки Костя Татарин обиделся на публикацию в газете «Эффект». 46-летний Константин Дубинников, известный в криминальном мире по кличке Костя Татарин, и являющийся, по версии Следственного комитета, лидером преступной группировки, подал в суд иск на редакцию газеты «Эффект» по обвинению в клевете и оскорблении. Истец счел оскорбительной и клеветнической статью «Конец банды Татарина» («Эффект», № 47 от 19 ноября 2014), написанную на основе официальных сообщений пресс-служб региональных управлений Следственного управления и МВД и прокуратуры Забайкальского края. Соответчиками по делу Дубинников указал редакцию газеты «Вечорка», опубликовавшую статью о деятельности преступной группировки, также основанную на официальных пресс-релизах, Следственное управление Следственного комитета по Забайкальскому краю и региональное УМВД. Дубинников с декабря 2009 года находится под стражей по обвинению в причинении тяжких телесных повреждений, нанесении побоев, мошенничестве, вымогательстве в особо крупных размерах и убийстве из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом. «Прошу обязать ответчиков напечатать и огласить в средствах массовой информации, опровержения этой клевете и измышлениям, сообщив гражданам, что никакой банды Татарина не задерживалось по причине ее отсутствия. А я не причастен к убийству депутата Беломестнова, бабушек и дедушек, работяг и пр. Обязать принести извинения мне и моим родителям за причиненный моральный вред», - говорится в исковом заявлении. В качестве компенсации морального вреда Дубинников запросил со всех ответчиков 100 тысяч рублей.

ЯНВАРЬ, 27
Александр Бывшев
СКР по Орловской области предъявил автору стихотворения «Украинским патриотам» Александру Бывшеву из поселка Кромы Орловской области обвинение по ч. 1 ст. 282 УК («Возбуждение ненависти и вражды»). Весной 2014 года Бывшев разместил на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» стихотворение собственного сочинения под названием «Украинским патриотам», написанное по следам событий в Крыму. Содержание его сводится к адресованному украинцам призыву встретить «москальскую банду», пришедшую на их землю, с оружием в руках. Кромской районный суд дважды признавал экстремистским это стихотворение: первое решение было принято 16 мая 2014 года, оно было оспорено и вновь вынесено уже 3 октября 2014 года (см. монитор за июль, октябрь 2014 года). В ноябре 2014 года решение Кромского суда подтвердил Орловский областной суд. Враждебные чувства автора обусловлены не этнической принадлежностью определенной группы, а родом ее деятельности. Таким образом, инкриминируемые Бывшеву действия не могут быть квалифицированы по ст. 282 УК. Кроме того, крайняя острота украинского кризиса неизбежно провоцирует многих на крайние высказывания, не характерные для них в другое время. В этой ситуации целесообразнее не прибегать к уголовному преследованию даже за самые резкие высказывания, если в них не присутствует состав преступления в самой ясной и недвусмысленной форме. Это соображение стоит принимать во внимание прежде всего, когда речь идет о призывах, адресованных гражданам или властям другой страны. В противном случае действия правоохранительных органов могут лишь усилить и без того высокую напряженность в обществе.

ЯНВАРЬ, 27
Сергей Крюков
Ульяновский публицист Сергей Крюков попросил политического убежища на Украине. Об этом сообщают «Грани» со ссылкой на самого г-на Крюкова. С. Крюков въехал в Украину и прямо на погранпосту заявил, что прибыл с целью получения политубежища. На следующий день эмигрант в сопровождении офицера Госпогранслужбы Украины выехал в административный центр области, на территории которой расположен погранпост. Между тем на 29 января в Засвияжском райсуде Ульяновска назначено первое заседание по делу публициста. Против Крюкова возбуждено пять уголовных дел за публикации в личном блоге «Россия – тюрьма народов». Ему вменяются часть 1 статьи 205.2 УК («Публичное оправдание терроризма»), часть 1 статьи 280 («Публичные призывы к экстремизму») и часть 1 статьи 282 («Возбуждение ненависти или вражды»). Расследование вел следователь областного УФСБ по фамилии Чернов. Первые три дела против публициста возбудили в течение лета. Два из них открыты по части 1 статьи 205.2. Одно завели за репост в блоге. Поводом для открытия второго стала публикация в этом же блоге видео. Третье дело заведено по части 1 статьи 280 УК за перепечатку статьи Бориса Стомахина. 3 октября в качестве свидетеля по этому делу пытались допросить самого Стомахина. Для этого ульяновский следователь специально выезжал в колонию в Пермский край, где на тот момент находился заключенный. Стомахин отказался от дачи показаний. Четвертое дело против Крюкова открыто по части 1 статьи 282. Это дело завел в сентябре СКР, однако на расследование оно также было передано в ФСБ. По какому факту возбуждено это дело, до сих пор не известно. Наконец, 6 октября публицисту предъявили обвинение по пятому делу, вменив части 1 статьи 205.2 и часть 1 статьи 282. Это дело было возбуждено УФСБ Чечни по факту репоста в блоге. ФСБ задержала Крюкова 17 июня, а на другой день публициста арестовали. 18 декабря, после истечения полугода в СИЗО, он был освобожден под подписку о невыезде, поскольку согласно части 2 статьи 109 УПК полгода – предельный срок содержания под стражей для обвиняемых в преступлениях средней тяжести. Перед Новым годом прокуратура Ульяновской области утвердила обвинительное заключение по делу Крюкова. 30 декабря дело поступило в Засвияжский райсуд. В 2010 году Крюкова оштрафовали на 100 тысяч рублей по 282-й статье за публикации с критикой российской государственности и РПЦ (см. монитор за февраль, июль 2010 года). Выплачивать штраф публицист отказался по принципиальным соображениям. 1 сентября 2014-го Засвияжский райсуд отклонил представление ФССП о замене Крюкову штрафа другим видом наказания, сославшись на истечение срока давности по делу.

ЯНВАРЬ, 27
Газета «Экономика и жизнь – Черноземье»
В декабре 2014 года в Коминтерновский районный суд Воронежа с иском к редакции газеты «Экономика и жизнь – Черноземье» обратился с иском заместитель руководителя управления земельных отношений городской администрации Анатолий Бондарев. В публикации «Если на месте жилого дома в Воронеже ты видишь автомойку…», вышедшей в газете в конце сентября того же гола, истец усмотрел диффамацию (см. монитор за декабрь 2014 года). Анатолий Бондарев потребовал опровергнуть сведения, якобы порочащие его честь, достоинство и репутацию, а также выплатить ему компенсацию морального вреда в размере 100 тысяч рублей. Однако суд стал на сторону редакции и отказал истцу в требованиях в полном объеме.

ЯНВАРЬ, 27
Газета «Хронограф»
В Сызрани (Самарская область) в редакцию газеты «Хронограф» в ночь на вторник вломился неадекватный мужчина. Стали известны подробности нападения на офис сызранской редакции газеты «Хронограф» в офисном здании по адресу Кирова, 54. Как рассказал редактор Петр Кожевников, около 4 часов утра 27 января ему позвонили из охранной организации «Дельта», на сигнализации у которой стоит офис редакции. ЧОПовцы сообщили о проникновении на охраняемый объект и задержании на месте некого гражданина. В половину пятого утра редактор был на месте, там же уже были сотрудники полиции, благо МУ МВД России «Сызранское» находится в 50 метрах. В офисе редакции «Хронографа» была выбита дверь, задержанный гражданин был внутри кабинета. После этого все участники проследовали в отделение полиции, где было написано заявление о проникновении в редакцию, а самого нападавшего задержали. По словам Петра Кожевникова, имущественного ущерба, кроме сломанной двери, редакции не причинено. Журналисты продолжают работать в штатном режиме, готовят новый выпуск газеты. О личности нападавшего в интересах следствия пока сказать ничего нельзя, но, по неофициальной информации, человек вел себя не совсем адекватно. Версия, что человек просто шел по улице и решил зайти в офисное здание, прошел мимо вахты, поднялся на четвертый этаж и вломился именно в офис «Хронографа», тоже имеет право на существование, но ее все-таки такое стечение обстоятельств выглядит малоправдоподобным. Осталось дождаться официальной версии, которую озвучит полиция после своего расследования.

ЯНВАРЬ, 28
Газета «Известия»
Александр Проханов
Мосгорсуд отменил решение о взыскании 500 тыс. руб. с журналиста и писателя Александра Проханова. Музыкант Андрей Макаревич потребовал такую компенсацию после того, как Проханов опубликовал колонку в газете «Известия»​, где обвинил Макаревича в том, что он воодушевлял украинских военных своим выступлением, сообщает ТАСС. Таким образом, апелляционная жалоба Проханова была удовлетворена. Судебная коллегия отказала в исковых требованиях Макаревичу. Представитель музыканта Анастасия Расторгуева назвала решение Мосгорсуда политически мотивированным, добавив, что обсудит с клиентом необходимость дальнейшего обжалования. Проханов обжаловал решение Савеловского суда Москвы по иску лидера «Машины времени» Андрея Макаревича 24 ноября. Макаревич обратился в суд с иском о защите чести и достоинства и требованием 1 млн руб. компенсации морального вреда. Поводом для иска послужила статья в газете «Известия», где утверждается, что музыкант давал концерт перед украинскими военнослужащими в Славянске, после чего те якобы пошли бомбить мирных граждан. На самом деле, по словам Расторгуевой, артист выступал в лагере беженцев в Святогорске и некоторых других городах. В Славянске же, утверждала Расторгуева, концертов Макаревич не давал. Суд первой инстанции удовлетворил этот иск Макаревича частично, взыскав половину требуемой суммы (см. монитор за ноябрь 2014 года).

ЯНВАРЬ, 28
Вера Морозова
Телеканал «360 Подмосковье»
В Москве журналистку телеканала «360 Подмосковье» побили в одной из управ, куда она вместе с оператором приехала брать интервью у депутата. Об инциденте сообщил продюсер телеканала. По его словам, корреспондент Вера Морозова и телеоператор по заданию редакции отправились в управу московского округа Нижегородский для записи сюжета с одним из депутатов округа. Однако вместо интервью, сотрудники «360 Подмосковье» получили побои. Как утверждает продюсер, корреспондента и телеоператора «пытались вытолкать из кабинета». Морозова получила ушибы мягких тканей. Журналистка уже написала заявление в полицию о возбуждении уголовного дела по факту инцидента.

ЯНВАРЬ, 28
Сигрид Найгаард
В Воронеже задержали журналиста из Дании за съемку на вокзале. 34-летняя Сигрид Найгаард фотографировала рассвет. Сотрудники полиции подумали, что она снимает режимный объект. Сигрид Найгаард работает в издании Information. Она приехала в Россию вместе с коллегой. Журналисты готовят серию репортажей о жизни современной России. Датчане запланировали посетить Москву, Воронеж, Ростов-на-Дону и Крым. Утром 28 января Сигрид Найгаард приехала на вокзал, прошла на перрон и стала фотографировать рассвет. Ее заприметили за этим делом сотрудники вневедомственной охраны. Журналистка попыталась объяснить им на английском языке, что ее интересует. Однако правоохранители плохо понимали речь женщины. Они заподозрили, вдруг перед ними стоит шпион, и решили ее проводить в отдел полиции. Там журналистка встретила сотрудника, который понимал английский. Она объяснила стражу порядка, что снимала рассвет. Полицейский рассказал, что в объектив ее фотоаппарата попал вокзал и железнодорожные пути. Они являются режимным и особо охраняемым объектами. Поэтому их фотографировать запрещено. «Журналистка извинилась за то, что не знала о такой детали, и пообещала не нарушать закон», – рассказали «Блокноту Воронеж» в отделе вневедомственной охраны МВД. Журналистка и ее коллега вскоре уехали в Ростов-на-Дону.

ЯНВАРЬ, 29
«Свежая газета Адыгеи»
Майкопский городской суд (Республика Адыгея) рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению двух жителей станицы Дондуковской к «Свежей газете Адыгеи» о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда. С иском к газете обратились два фермера, претензии которых вызвала опубликованная в этом издании под рубрикой «Вести с полей» статьи «Под крылом у МВД?», порочащая их. Кроме того, в своем иске они заявили, что на публикацию своих фотографий в газете они согласия не давали. Автор статьи, главный редактор этой газеты, рассказала на страницах издания о, якобы, коррупционных связях истцов с правоохранительными органами Республики Адыгея и незаконном захвате ими земель сельхозназначения. По сведениям, изложенным в статье, правоохранительными органами была инициирована проверка. На предварительном заседании суда редактор попросила отложить рассмотрение дела до окончания проверки, поскольку и в статье и в иске речь идет об одних и тех же сведениях. Закон в таких случаях предписывает судьям дождаться окончания проверки. Майкопский городской суд отклонил ходатайство редактора, рассмотрел дело и вынес решение, обязав газету опровергнуть ранее опубликованные сведения. Подобных дел российские суды рассматривают немало, однако решение Майкопского городского суда Республики Адыгея поражает оригинальностью.Суд вынес решение «обязать ответчиков, газету «Свежая газета Адыгеи», опровергнуть указанные сведения. Опровержение осуществить путем опубликования резолютивной части решения суда в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Свежая газета Адыгеи», а при невозможности - в газете «Красное знамя», тиражом 3000 экземпляров, обязав ответчиков, газету «Свежая газета Адыгеи», распространить все экземпляры тиража посредством вложения в почтовые ящики жителей ст. Дондуковская Республики Адыгея». При этом судья не сочла нужным пояснить, каким образом редакция «Свежей газеты Адыгеи» сможет разместить опровержение в издании, к которому не имеет никакого отношения. Непонятно и то, на каком основании «Свежая» должна разбрасывать 3000 экземпляров чужой газеты по почтовым ящикам жителей станицы. Главный редактор «Свежей газеты Адыгеи» Наталья Намитокова считает, что это заведомо не исполнимое решение суда, и намерена обжаловать его в вышестоящей инстанции.

ЯНВАРЬ, 29
Андрей Ященко
В Екатеринбурге во время выполнения своих профессиональных обязанностей пострадал сотрудник «Четвертого канала» Андрей Ященко. Журналист готовил материал об инциденте между жильцами дома на ул. Заводской и хозяевами массажного салона «Виагра», расположенного на первом этаже здания. Телевизионщик попытался взять комментарий у директора предприятия Александра Шишко, но был сбит машиной последнего. Андрей получил ушибы, в связи с чем написал заявление в полицию. Стоит отметить, что жители близлежащих домов крайне недовольны соседством с массажным салоном, справедливо полагая, что предприятие оказывает услуги интимного характера. Между тем, в двух шагах от входа в «Виагру» находится площадка, где играют маленькие, а неподалеку находятся детский сад и школа. Сейчас свердловские полицейские проводят по этому факту проверку.

ЯНВАРЬ, 29
Портал Сибкарй.ru
Новосибирский Центральный райсуд разрешил использовать в публикациях словосочетание «марш за федерализацию». В августе минувшего года Роскомнадзор вынес предупреждение 14 российским СМИ, сообщившим о намерении активистов провести его в Новосибирск (см. монитор за август 2014 года). В их числе был и портал Сибкарй.ru, разместивший авторскую колонку местного общественника и блогера, председателя отделения «Собора русского народа» Кирилла Брагина под заголовком «Демократизация прежде всего. О марше за Сибирскую республику». Несмотря на то, что в этой заметке автор выступил против подобных маршей и несвоевременных, по его мнению, идей, ведомство увидело в ней «публичный призыв к изменению конституционного строя и нарушению целостности РФ». Таким образом, был наложен запрет на употребление в нашей стране под названием «Российской Федерация» термина «федерализация». Обратил тогда внимание на эту странность и Алексей Навальный, отозвавшийся на нее эмоционально: «В общем, шизофрения полная… Глядя на все это безумие, можно подумать, что в Сибири прям марш за отделение идет». А на самом деле, заметил блогер, «чуваки проводят марш» всего лишь за то, «чтобы в регионе оставалось больше денег и полномочий». Провести марш власти не позволили, но пикеты «за федерализацию» худо-бедно (15 участников в окружении многочисленных полицейских и людей в штатском) прошли в Новосибирске, Омске. Екатеринбурге. Сибкрай.ru обжаловал предупреждение надзорного органа (если бы в течение года редакция получила еще одно, это стало бы основанием для закрытия портала) в райсуде. И суд, вняв доводам разума и выводам лингвистических экспертиз, признал, что оспариваемая статья не содержит признаков экстремизма. 29 января суд вынес решение, обязывающее Роскомнадзор отменить незаконное предупреждение. Председатель регионального филиала Фонда развития гражданского общества Константин Антонов считает, что редакция «создала прецедент», которым, с одной стороны, могут воспользоваться ее коллеги, а, с другой, должны принять к сведению чиновники, чтобы «не множить безответственные поступки». Благодаря этому прецеденту, тема «сибирской федерализации» перестает быть запретной и становится обсуждаемой. В Новосибирске, кстати, она обсуждается уже больше полутора сотен лет: здесь есть, к примеру, улица Потанина, названная в честь зачинателя «движения за независимость Сибири». Об этом нынешние продолжатели его идей речи не ведут, а претендуют только на придание ей более высокого статуса, чем колония Москвы, которой, полагают они, Сибирь сейчас по факту является, а также Китая, которой в будущем она может стать.

ЯНВАРЬ, 29
Галина Хамицкая
Редактор любого печатного издания в России может быть оштрафован, если отправляет Роскомнадзору обязательные экземпляры своей газеты или журнала обычными, а не заказными письмами. Об этом свидетельствует административное дело главного редактора еженедельника «Досье 02. Прикамье» (Пермь) Галины Хамицкой. Майор Галина Хамицкая служит в краевом главке МВД РФ старшим инспектором по особым поручениям. С 2012 года на общественной основе, без зарплаты, совмещает полицейскую службу с редакторской должностью. Один раз в неделю она выпускает 13-тысячным тиражом 8-полосную газету «Досье 02. Прикамье», учрежденную Фондом ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск Пермского края. Осенью 2014 года редакцию навестили проверяющие из краевого управления Роскомнадзора. С 15 по 17 октября чиновники наблюдали, как популярное пермское издание соблюдает законы о гостайне, противодействии экстремизму, порнографии и т.д. И нашли-таки нарушение. В редакции не смогли доказать, что номер за 3 октября отправлен в три адреса – Роскомнадзор, Российскую книжную палату и краевую библиотеку имени Горького. Сотрудница надзорного ведомства Светлана Козлова оформила протокол об административном правонарушении по ст. 13.23 КоАП РФ. «Наша вина лишь в том, что наша газета не всегда отправляется заказными письмами. Законом не предусмотрено, что мы должны отправлять обязательные экземпляры заказной корреспонденцией. Нарушение устранено. Теперь отправляем их заказной почтой», - это объяснения главного редактора Галины Хамицкой, занесенные в протокол судебного заседания у мирового судьи судебного участка № 37 Перми. Мировой судья Александр Гулин 3 декабря 2014 года счел правонарушение доказанным и оштрафовал Галину Хамицкую на 1 тыс. руб. Апелляционное рассмотрение этого дела завершилось тоже не в пользу главного редактора. В Свердловском районном суде Перми 29 января 2015 года Галина Хамицкая поведала занятную историю. На запросы в Книжную палату (Москва) и библиотеку имени Горького (Пермь) пришли ответы, что «Досье 02. Прикамье» поступает туда регулярно. Роскомнадзор 25 ноября 2014 года сообщил, что получил к этому времени обязательные экземпляры. Последним обработанным назван номер от 30 августа. «В реестре Роскомнадзора значится более 87 тысяч зарегистрированных печатных СМИ. Видимо, там просто не успевают обработать все полученные экземпляры. Иначе чем объяснить, что Книжная палата и краевая библиотека не имеют к нам претензий. Но ведь газета отсылается одновременно во все три адреса», - рассказала Галина Хамицкая судье Фаине Щербининой. Однако постановление мирового судьи было оставлено без изменения.

ЯНВАРЬ, 29
Газета «Эрзянь Мастор»
В конце января 2015 года стало известно, что в Верховном суде РФ будет рассмотрен иск Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) о прекращении деятельности газеты «Эрзянь Мастор» («Страна эрзян»). 30 сентября 2014 года Роскомнадзор дважды выносил учредителю газеты «Эрзянь Мастор» предупреждения о недопустимости использования средства массовой информации для осуществления экстремистской деятельности – в связи со статьями «Крестоповал... «, опубликованной в выпуске № 18 за 2012 год, и «Горе от ума или наоборот?», опубликованной в № 18 за 2011 за год. Оба предупреждения основывались на результатах экспертного исследования, проведенного в Мордовской лаборатории судебной экспертизы министерства юстиции Российской Федерации. По мнению авторов экспертизы, публикации способствовали формированию негативной эмоциональной оценки деятельности РПЦ, образа верующего христианина и отдельных представителей священнослужителей. Предупреждения не были оспорены в суде – и в соответствии со ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 114-ФЗ («Ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности») 26 ноября 2014 года Роскомнадзор подал иск о прекращении деятельности газеты. Поскольку в свидетельстве о регистрации «Эрзянь мастор» («Страна эрзян») как территория распространения указана Российская Федерация, заявление подлежит рассмотрению в Верховном суде. «Мы имели возможность ознакомиться с обоими материалами, в отношении которых вынесены предупреждения. Это небольшие по объему газетные заметки, в которых деятельность РПЦ резко критикуется с атеистических позиций, осуждается самозванное вмешательство представителей православного духовенства в жизнь общества и государства и высмеивается абсурдность и бессмысленность некоторых православных обрядов («Горе от ума или наоборот?» посвящена широко разрекламированному поклонению Поясу Богородицы). В этих текстах мы не обнаружили ни призывов к насилию, ни каких-либо других признаков экстремизма», – заявляют в Информационно-аналитическом центре «Сова». Это уже вторая попытка ликвидировать «Эрзянь Мастор». 25 августа 2009 года Судебная коллегия по гражданским делам отказала в удовлетворении жалобы прокуратуры Республики Мордовия на отказ Верховного суда Республики Мордовия в ликвидации газеты по «антиэкстремистским» основаниям (см. монитор за май, июнь 2009 года).

ЯНВАРЬ, 30
Газета «Завтра»
Российское отделение организации Greenpeace обратилось в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете «Завтра» за публикацию 16-летней давности. Об этом сообщил адвокат Дмитрий Аграновский, представляющий интересы ответчиков. «Поводом для судебного спора послужила статья «Сети Гринписа» в номере от 1999 года, в которой изложена критика деятельности организации», - передает РАПСИ слова адвоката. Аграновский добавил, что Хамовнический суд Москвы принял иск к производству.

ЯНВАРЬ, 31
Все СМИ
В Москве активисты Антимайдана сорвали согласованный пикет против войны в Украине. Акцию анонсировали в закрытых группах в соцсетях, но, несмотря на это, на пикете появились сторонники Антимайдана. Они начали вырывать плакаты и флаги из рук пикетчиков, а также бить их, провоцируя драки. При этом участников акции оскорбляли нецензурной бранью. По словам очевидцев, некоторые из «титушек» были в состоянии алкогольного опьянения. Активисты просили полицейских повлиять на них и пресечь хулиганские действия, но полиция не реагировала. Один из полицейских вырвал плакат у пикетчицы и демонстративно порвал его, сам при этом кричал журналистам, что снимать его нельзя. Он же ударил в камеру журналистке Граней.Ру. Участники антивоенного пикета во избежание эскалации конфликта ушли с площади, а "нашисты" остались, подняв флаги "Новороссии". С триумфом включили Прощание славянки через звукоусиливающую аппаратуру, и полицию это не смутило, несмотря на то, что в рамках пикета такая техника запрещена.

ЯНВАРЬ, 31
Оксана Вёльва
Ставропольского блогера Оксану Вёльву задержали в Санкт-Петербурге. Поводом для этого стали публикации девушки в социальных сетях. Оксана Вёльва – один из самых известных ставропольских блогеров. Особую Интернет- активность она проявила во время митингов в Минеральных Водах, на которых жители требовали расследовать убийство военнослужащего Дмитрия Сидоренко. Призывы к митингам, опубликованные на странице девушки, несколько раз блокировал Роскомнадзор. Теперь Вёльву задержали прямо в здании Российского государственного педагогического университета в Санкт-Петербурге. Поводом для ареста стали те самые публикации. «Приехали в университет сотрудники полиции, аж пятеро! По указке сотрудников ЦПЭ, те прислали им скрины моей страницы «В контакте» про народный сход в Минеральных водах. Потребовали, чтобы я с ними ехала в отдел полиции, иначе грозились надеть наручники», - рассказала Вёльва. Решением суда Оксану признали виновной и дали сутки административного ареста. Но поскольку до этого она целый день просидела в отделении, ее просто отпустили. В то же время, группа блогера «В контакте» сейчас заблокирована по решению Роскомнадзора.


Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни