Результаты мониторинга
6 Ноября 2014 года

Результаты мониторинга ФЗГ – октябрь 2014

Случаи гибели журналистов – 1 (Валерий Донской, независимый журналист, Московская область).

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 13 (Максим Захаров, главный редактор «Смоленской народной газеты», Смоленск; съемочная группа телеканала «Россия», Москва; Дмитрий Шевченко, пресс-секретарь Экологической вахты по Северному Кавказу, Краснодар; Дмитрий Флорин, независимый журналист, Москва; съёмочная группа «Альфа-канала», Благовещенск; Герман Пантелеев, оператор телеканала «360 Подмосковье», Москва; Александр Мучаев, журналист интернет-издания «Ридус», Москва; съемочная группа телеканала Lifenews, Москва; Илья Азовский, главный редактор «Эха русского Севера», Архангельск; съемочная группа телеканала РЕН ТВ, Саратов; Иван Ваганов, корреспондент «Центральной газеты», Улан-Удэ; съемочная группа ТРК «Ариг Ус», Улан-Удэ; съемочная группа РЕН ТВ, Москва).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 3 (СМИ Сахалинской области; радиостанция «Эхо Москвы», Москва; СМИ Чувашии).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 2 (Павел Шехтман, независимый журналист, Москва; Евгений Куракин, журналист газеты «Принципъ», Московская область).

Увольнение редактора, журналиста – 6 (Зуре Пинка, Эльмаз Велиева, Сурие Ибраимова, Арзы Селимова, Эдие Аблаева, Айдер Ягъяев, все - журналисты творческого объединения крымскотатарских программ ГТРК «Крым», Симферополь).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 4 (Павел Шехтман, независимый журналист, Москва; Олег Батурин, корреспондент украинской газеты «Новый день», Херсон - в Крыму; Ренди Ковингтон и Джо Бергантино, независимые журналисты из США, оба – в Санкт-Петербурге; Евгений Куракин, журналист газеты «Принципъ», Московская область).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 12

на сумму 7 745 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 14, удовлетворено – 5, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 1 070 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 43

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 10 (Максим Румянцев, специальный корреспондент «КРИК-ТВ», Свердловская область, - 2 раза; журналисты газеты «Правда Северо-Запада», Архангельск; Максим Захаров, главный редактор «Смоленской народной газеты», Смоленск; Дмитрий Ежов, главный редактор и владелец интернет-портала «Улпресса», Ульяновск; Олег Батурин, корреспондент украинской газеты «Новый день», Херсон - в Крыму; Дмитрий Шевченко, пресс-секретарь Экологической вахты по Северному Кавказу, Краснодар; Дмитрий Флорин, независимый журналист, Москва; съёмочная группа «Альфа-канала», Благовещенск; Иван Ваганов, корреспондент «Центральной газеты», Улан-Удэ).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 1 (телеканал «Дождь», Москва).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 1 (газета «Красное знамя», Республика Коми)

Изъятие (скупка, арест) тиража – ()

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 4 (сайт «Русской службы новостей», Москва; ИА «PenzaNews», 2 раза; сайт интернет-издания «Пенза-Спорт»).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 6 (видеокамера телеканала «Россия», Москва; видеокамера телеканала «360 Подмосковье», Москва; видеокамера телеканала Lifenews, Москва; телефон Ивана Ваганова, корреспондента «Центральной газеты», Улан-Удэ; видеокамера ТРК «Ариг Ус», Улан-Удэ, в 2012 году; компьютеры телепрограммы «День», Республика Коми).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - 2 (радиостанция «Эха Москвы», Москва; Институт региональной прессы, Санкт-Петербург).

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 31

ОКТЯБРЬ, 1
Максим Захаров
В Смоленске совершено нападение на главного редактора «Смоленской народной газеты» Максима Захарова. Вечером журналист возвращался пешком из редакции к себе домой в микрорайон Королевка. У железнодорожного виадука его догнали двое молодчиков и, повалив на землю, стали избивать ногами. Через несколько минут бандиты скрылись, не взяв ничего, хотя у Максима Захарова были при себе деньги, айпод, телефон. Избитый журналист нашел в себе силы позвонить в полицию. Прибывший наряд доставил его в отделение, туда же была вызвана скорая помощь. За пару недель до расправы Захаров обращался в правоохранительные органы с заявлением о поступающих в его адрес в сети Интернет угрозах. Комментируя случившееся, депутат Госдумы от «Справедливой России» Алексей Казаков выразил уверенность, что причина нападения – это исполнение высказанных ранее угроз по поводу написанных журналистом антикоррупционных статей. «Материалы, написанные Максимом Захаровым, серьезно разоблачают беспрецедентные по наглости и масштабу коррупционные схемы, реализуемые в нашей области при администрации Островского. Речь идет о сотнях миллионов рублей», – заявил Алексей Казаков. В свою очередь директор ООО «Златоуст», учредитель «Смоленской народной газеты» Александр Королев также заявил, что нападение на журналиста – «это акт устрашения, попытка заставить замолчать человека, месть за серию статей о фактах коррупции, о нечистоплотности администрации губернатора Островского, к совести и разуму которой сегодня взывать бесполезно». По факту нападения следственными органами возбуждено уголовное дело по статье 116 УК РФ («Побои»).

ОКТЯБРЬ, 1
Зуре Пинка
Эльмаз Велиева
Сурие Ибраимова
Арзы Селимова
Эдие Аблаева
Айдер Ягъяев
В Симферополе журналисты творческого объединения крымскотатарских программ ГТРК «Крым» собираются подавать в суд на телекомпанию в связи с увольнением. Редакторы и журналисты Зуре Пинка, Эльмаз Велиева, Сурие Ибраимова, Арзы Селимова, режиссеры Эдие Аблаева, Айдер Ягъяев были уволены 26 сентября. Как рассказала уже бывший главный редактор художественных программ ТО ГТРК «Крым» Арзы Селимова, никто не ожидал увольнения. Сотрудников заверяли, что формальная ликвидация предприятия не коснется ни одного из них. «На ГТРК работало в общей сложности около 300 человек. Два месяца назад, в конце июля руководство нас собирает и объявляет о том, что у нас идет ликвидация, как и на всех предприятиях Крыма. Было объявлено, что весь коллектив остается, ни одного человека увольнять не будут, - рассказывает Арзы Селимова. – Проходит два месяца, ближе к началу сентября в нашей редакции начинаются «шевеления». В эфире наших программ даются объявления о наборе новых работников в наше ТО. Причем, нас не собирают, нам ничего не объясняют, и вот 26 сентября мы узнаем, что весь старый актив редакции уволен. Мы все уволены нынешним директором ТО ГТРК «Крым» Сейраном Мамбетовым… Естественно, он оставляет свою жену Сусанну Бейтулла, Сусанну Халилову. И все». По словам Арзы Селимовой, фактически уничтожена крымскотатарская редакция ГТРК «Крым», кроме «Хаберлер» и политического ток-шоу «Тильде, фикирде, иште» больше ничего редакция не выпускает. Теперь на ГТРК вместо крымскотатарской редакции создан департамент крымскотатарских и национальных программ. «Редакция начала свою работу в 1990 году. Мы по крупицам собирали, делали телевидение, это самая первая редакция в истории крымскотатарского телевидения. И люди, которые сегодня считаются лучшими профессионалами крымскотатарского языка и литературы, такие как Эльмаз Велиева, Зуре Пинка – у каждого из нас множество прямых эфиров, записей, программ – были уволены. У меня в трудовой книжке лишь 2 записи – о принятии на работу в 1990 году и об увольнении в 2014-м. 24 года отдано любимой работе. И также все остальные. Мы, потерявшие сегодня работу, сожалеем не о потерянных должностях, мы сожалеем о том, что все, что нарабатывалось в самые сложные годы становления национального телевидения, сегодня остается в руках недальновидных руководителей-временщиков. Конечно, мы понимаем, что Сейран Мамбетов – это исполнитель чьих-то заказов, - сказала Арзы Селимова. По ее словам, теперь уже бывших сотрудников редакции не пускают на территорию ГТРК, хотя им всем нужно получить необходимые справки в бухгалтерии, в отделе кадров. В свою очередь, директор департамента крымскотатарских и национальных программ ГТРК «Крым» Сейран Мамбетов объяснил увольнение сотрудников редакции их «профессиональным несоответствием». «Мы сейчас набрали новых интересных креативных молодых журналистов. Те, кто уволились, пусть предложат свои проекты интересные, мы будем рассматривать. Сегодня крымскотатарская редакция была в таком упадке… И уровень передач не соответствовал сегодняшним современным стандартам. Поэтому люди, которые проработали много лет, это не значит, что они большие профессионалы. Они не давали дорогу молодым, редакция была закостенелая, старая, мы ее обновили, освежили молодым дыханием», - заявил Мамбетов. «Мы убрали тех людей, которые, как бы, не соответствовали формату», - отметил он. В то же время, по его словам, сохранившие свои рабочие места сотрудницы Сусанна Халилова и Сусанна Бейтулла - «сегодня в формате». Как выяснилось, молодые сотрудники, которые пришли на замену, еще проходят обучение в университетах.

ОКТЯБРЬ, 1
Александр Сотник
Журналиста Александра Сотника вызывали на допрос к участковому в связи с роликом о чиновнике из Пензенской области. А. Сотник сообщил в Facebook, что к нему домой явилась полиция. Журналисту сообщили, что он вызван на допрос 2 октября к участковому по месту жительства и для объяснений в связи с роликом, который был сделан интернет-каналом «Политвестник» с его участием в июле 2013 года. В ролике рассказывалось о тогдашнем главе администрации Нижнеломовского района Пензенской области Андрее Палазнике (в настоящее время он занимает должность министра Пензенской области по делам ЖКХ), которого местные жители обвиняли в коррупции. Сотник пишет, что после появления ролика ему звонил майор Кузнецов из Нижнего Ломова и пытался взять у него объяснение в связи с тем, что Палазник обиделся на использованное в ролике слово «урководство». Сотник задает в своем сообщении в Facebook следующие вопросы: «1. Насколько мне известно, заявления граждан рассматриваются в течение 30 дней. Прошло уже больше года. На каком основании ко мне домой приходит полиция? 2. Сегодня полицейскими мне было сказано, что меня будут «допрашивать». Означает ли это, что заведено уголовное дело? 3. Если уголовное дело заведено, то в качестве кого меня собираются допрашивать? В качестве обвиняемого? Свидетеля? Потерпевшего? Подозреваемого?».

ОКТЯБРЬ, 1
СМИ Саратова
В Волжском районном суде Саратова продолжилось судебное заседание по уголовному делу в отношении бывшего главы администрации города Алексея Прокопенко. После короткого допроса, государственный обвинитель Андрей Склемин предложил удалить прессу с заседания для того, чтобы посмотреть видео, где запечатлены факты «исчезновения объектов на радиолокационных приборах». Там зафиксировано движение военных самолетов Энгельсского аэродрома, - заявил прокурор. Однако по мнению других участников процесса, отвечавших на вопросы судьи Виктора Кучко, видео относится к служебной информации и не содержит государственной тайны. Адвокат Станислав Зайцев также не нашел законных оснований для удаления прессы. Изучив мнения сторон, председательствующий постановил изучить видео в отсутствии представителей СМИ. При этом, он пояснил, что после завершения журналистов обязательно пригласят обратно.

ОКТЯБРЬ, 1
ГТРК «Омск»
Гендиректор ГТРК «Омск» Александр Малькевич официально подтвердил информацию о грядущей «оптимизации» вещания телеканала. Из 23-х филиалов 17 будут закрыты. Сельские телевизионщики в панке. Опасения районных телевизионщиков, впрочем, не особо и скрываемые, подтвердил новый гендиректор ГТРК «Омск» Александр Малькевич. Новый босс омских телевизионщиков встретился с корреспондентами «СуперОмска» и дал большой и развернутый комментарий по поводу сокращения штата. По его словам, основная идея данных действий руководства - улучшение качества и снижение затрат.

ОКТЯБРЬ, 1
СМИ Омска
В Омке пока еще глава Кировского округа, который пошел на повышение, агрессивно реагировал на попытки фоторепортеров запечатлеть его. На аппаратном совещании в мэрии глава Кировского округа Сергей Фролов, утвержденный на должность второго первого зама Двораковского, вел себя агрессивно. Он явно пришел не в настроении и всячески отвергал попытки омских фотографов запечатлеть его. Фролов закрывал лицо руками, отворачивался от объективов фото- и видеокамер и даже вступал в конфликты с фотокорами. Тем самым второй первый зам, которому поручат городское хозяйство, капремонт и подготовку к 300-летию Омска, показал: с ним шутки плохи. Впрочем, понятна и реакция не желающего светиться раньше времени чиновника, и повышенное внимание репортеров.

ОКТЯБРЬ, 2
Олег Батурин
Корреспондент украинской газеты «Новый день» (Херсон) Олег Батурин был задержан в Крыму. Журналист выехал на полуостров обычным рейсовым автобусом. Он имел редакционное задание подготовить статью о нюансах работы предприятий молочной отрасли Крыма, связанных с необходимостью таможенного оформления всех грузов, прибывающих туда с материковой части Украины. Журналист хотел также повидаться со своими друзьями в Красноперекопске. Выйдя на автостанции Джанкой, Олег Батурин был остановлен сотрудникам патрульно-постовой службы России. По требованию полицейских он предъявил им свой заграничный паспорт. Однако полицейские обнаружили у журналиста украинский внутренний паспорт. Отобрав у Олега Батурина оба паспорта и сотовый телефон, его задержали. Журналисту устроили серию допросов, которая длилась более 10 часов. «Первые два часа меня допытывала ФСБ – на предмет причастности к подделке документов, терроризму и шпионажу, – вспоминает Олег Батурин. – Интересовались, как я отношусь к Правому сектору и крымским татарам, не являюсь ли агентом Службы безопасности Украины, работающим под ее прикрытием. Затем меня попытались уличить в какой-то краже, которая произошла в минувшее воскресенье в Джанкое. Мне не предъявили никаких официальных обвинений, все было только на словах. Но угрожали и запугивали. Наконец, они остановились на варианте с внутренним паспортом, который, якобы, нужно отправить на экспертизу, для проверки». Затем журналиста отпустили - без документов и телефона. Олегу предложили приехать за документом дней через 10 дней, необходимых якобы для проведения проверки паспорта на подлинность. На вопрос: воспользуется ли Олег Батурин этим приглашением, каховский журналист отвечает сомнением: «Мне до сих пор сложно наверняка сказать, что в действительности стало причиной моего задержания. Поэтому я не склонен ради паспорта вновь подвергать риску жизнь, здоровье и свободу, а также спокойствие близких мне людей и коллег. Наверное, лучше будет получить новый документ в Государственной миграционной службе Украины. Я уже подал заявление о том, что у меня в Крыму отобрали паспорт».

ОКТЯБРЬ, 2
Сайт dymovskiy.name
Алексей Богатырев
Председатель Нижегородского областного суда Анатолий Бондар, весной – летом этого года руководивший во главе Спецквалифколегии отбором кандидатов в объединенный Верховный суд, не в первый раз находит время, чтобы убрать из открытых источников неприятный текст о себе. На этот раз он через суд добился опровержения части статьи анонимного пользователя, в которой описывалась биография судьи, отличная от официальной. Мнение автора о «радиации беспредела», исходящей от героя материала, и о том, что своей карьерой Бондар обязан родственнику-генпрокурору, опровергнуть не удалось. Материал об Анатолии Бондаре под названием «Вот такой вот прокурор» был опубликован в марте 2013 года на сайте dymovskiy.name. Недовольный содержанием текста, Бондар обратился в Бабушкинский районный суд Москвы. Автора установить не удалось, так что иск был подан к администратору сайта Алексею Богатыреву. Случилось это в октябре 2013 года, а рассмотреть дело судья Елена Иванова смогла 30 января 2014 года (решение не обжаловалось и вступило в законную силу 28 февраля, а на сайте суда появилось недавно – 30 сентября). Представитель Бондара – В. Макурин – в исковом заявлении потребовал удалить ряд порочащих и не соответствующих действительности, по мнению стороны истца, утверждений. О материальных требованиях речи не шло. Судья пришла к выводу, что статья «содержит сведения о нарушениях истцом действующего законодательства, совершении им нечестных и недобросовестных поступков» и «формирует у читателя негативное мнение об истце», «его законопослушности и порядочности». Иванова согласилась, что одновременно не соответствуют действительности и являются порочащими цитаты, в которых говорилось, что «первые пять лет нового тысячелетия в историю Саратова вошли под условным названием «прокурорское иго» или «нашествие краснодарских» и «ключевой фигурой стал прокурор области Анатолий Бондар», которому приписывалось участие в рейдерских захватах (эти два абзаца были скопированы без указания источника из статьи «Саратов должен быть разрушен», опубликованной в «Русском репортере» в 2010 году). Суд, помимо этого, признал порочащими еще ряд отрывков. Администратор сайта признал, что цитаты порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца, и против удовлетворения исковых требований не возражал. Но судья удовлетворила иск частично, признав только пять из 10 спорных отрывков пагубно влияющими на репутацию Бондара. В итоге судья Иванова обязала ответчика удалить с сайта dymovskiy.name признанные порочащими сведения и там же опубликовать опровержение в форме публикации резолютивной части решения суда по настоящему делу.

ОКТЯБРЬ, 3
«Московский комсомолец»
Пресненский суд Москвы принял в производство иск о защите чести и достоинства депутата Госдумы Владимира Жириновского. В нем член партии ЛДПР требует взыскать один миллион рублей с редакции газеты «Московский комсомолец». Поводом для обращения Жириновского в суд послужила публикация в газете статьи под заголовком «Государственная дума о деньгах». Истец просит суд обязать редакцию опубликовать опровержение распространенной в ней информации и взыскать с ответчика в качестве морального вреда 1 миллион рублей, а также госпошлину в размере 200 рублей.

ОКТЯБРЬ, 5
Съемочная группа телеканала «Россия»
По факту нападения на сотрудников ВГТРК во время съемок в одном из автосалонов Москвы возбуждено уголовное дело. Как сообщили в прокуратуре Москвы, по версии следствия, днем 5 октября съемочная группа телеканала «Россия» в составе корреспондента, оператора и звукоинженера снимала репортаж о сотрудниках автосалона «Империя Моторс», расположенного на шоссе Энтузиастов. «Пытаясь препятствовать видеосъемке, представитель автосалона Роман Деньчук выхватил держатель микрофона и стал размахивать им по сторонам. После чего нанес удар по видеокамере, находящейся в руках оператора. Затем, используя в качестве оружия держатель микрофона, он ударил им одного из очевидцев произошедшего, попытавшегося пресечь его противозаконные действия», - отметили в прокуратуре. «По предварительным данным мужчина повредил имущество телекомпании на общую сумму 500 тыс. рублей. Расследование уголовного дела поставлено прокуратурой города на контроль», - добавили в ведомстве. По данному факту следственным отделом МВД России по столичному району Лефортово в отношении 44-летнего Романа Деньчука возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 213 УК РФ («Хулиганство, совершенное с применением предмета, используемого в качестве оружия, связанное с сопротивлением лицу, пресекающему нарушение общественного порядка»). Прокуратура Москвы признала решение о возбуждении уголовного дела законным и взяла ход расследование на контроль, передает ТАСС.

ОКТЯБРЬ, 6
Журнал «Филолог»
Юлия Баталина
В Перми суд обязал сенатора быть готовым к критике в СМИ. «Должность истца обязывает его, как члена Совета Федерации, быть готовым к пристальному вниманию со стороны граждан, к негативной оценке его деятельности, предполагает терпимость к критике и свободомыслию. При этом он должен быть готовым к общественной дискуссии и критике в средствах массовой информации, будучи в определенной степени открыт для общественного контроля», - указал Пермский краевой суд, рассмотревший иск сенатора Игоря Шубина к журналу «Филолог». Бывший мэр Перми и нынешний сенатор Шубин обиделся на статью «Опасные иллюзии», опубликованную под рубрикой «Дискуссии» в выпуске № 25 за прошлый год. Экс-чиновнику не понравилась фраза: «Пока наивный губернатор грезил о том, что нас спасут туризм и какие-то креативные индустрии, его приближенные Борисовец, Шубин, Луканин и прочие – грохнули в Перми два машиностроительных завода – «Велту» и завод имени Дзержинского». За защитой чести и достоинства, деловой репутации, компенсацией морального вреда истец обратился в Свердловский районный суд Перми. Ответчиками стали журналист Юлия Баталина и сам «Филолог» - научно-методический, культурно-просветительский журнал, который издает Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ПГГПУ). Казенный вуз поспешил признать иск. Кроме того, удалил спорную статью, приостановил выпуск журнала и временно отстранил от должности главного редактора Галину Ребель – доктора филологических наук, профессора кафедры русской и зарубежной литературы ПГГПУ. Судья Юлия Яринская 18 июня 2014 года прислушалась к доводам Юлии Баталиной и Галины Ребель. Усмотрев в спорной фразе «субъективно-оценочный характер», реализацию права на свободу слова и авторское мнение, районный суд отказал в удовлетворении всех заявленных требований. Краевой суд, куда пожаловался высокопоставленный истец, 6 октября поддержал такие выводы. При этом апелляционная инстанция сослалась на позицию Верховного суда РФ, поддержавшего европейскую Декларацию о свободе политической дискуссии в СМИ от 12 февраля 2004 года. А там разъяснено: политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом политической дискуссии и критики в СМИ. Увы, столь нежеланная для сенатора Шубина дискуссионная статья до сих пор не восстановлена на журнальном сайте http:// www.philolog.pspu.ru.

ОКТЯБРЬ, 6
Алексей Венедиктов
Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов сообщил, что нашел в своем рабочем кабинете прослушивающее устройство. «Очередная находка в кабинете главного редактора «Эха». Кого удивляет. Они правда думают, что про это ничего не знаю и веду важные разговоры в своем кабинете?», - говорится в сообщении Венедиктова. Главный редактор «Эха Москвы» отметил, что не считает, что его кабинет прослушивался спецслужбами. Венедиктов также рассказал, что устройство было обнаружено случайно. «Наши специалисты определили, что это «жучок», сейчас определяется его частостность», - пояснил главред «Эха». Также Венедиктов подчеркнул, что выяснением всех обстоятельств дела, возможно, займется служба безопасности. «Это не первый подобный случай, но на этот раз я посчитал, что неплохо это обнародовать», - добавил он, уточнив, что «жучок» установили не спецслужбы, так как у них «другие возможности».

ОКТЯБРЬ, 6
Сайт РСН
На ресурсы компании Quantumart, которая обслуживает сайт «Русской службы новостей», ведётся мощная DDоS-атака. «После 12:00 мск возникли трудности с работой «админки» сайта. Кроме того, в течение долгого времени портал rusnovosti.ru не открывался в большинстве браузеров. Сложности в работе интернет-ресурсов сохраняются до сих пор», - говорится в сообщении, размещенном на сайте «Русской службы новостей». В редакции пояснили, что сотрудники технических служб делают всё возможное для восстановления работы сайта и для установления инициаторов DDoS-атаки.

ОКТЯБРЬ, 6
Газета «Молот»
В Ленинском районном суде Ростова-на-Дону закончилось рассмотрение иска генерального директора областной станции по борьбе с болезнями животных Алексея Ермакова к редакции местной газеты «Молот». Судебный конфликт начался из-за публикации открытого письма ростовских ветеринаров, в котором господин Ермаков подвергся критике. Авторы письма обращали внимание на кризисные явления в сфере ветеринарии Ростовской области, предупреждали об их последствиях. Посчитав сведения, изложенные в публикации недостоверными и порочащими, истец потребовал их опровержения и символической компенсации морального вреда в размере 1 рубля (см. монитор за август 2014 года). Однако суд стал на сторону редакции газеты, заявившей, что критическая публикация имеет важное общественное значения, а изложенные в ней спорные сведения либо имеют подтверждение, либо являются оценочными. Алексею Ермакову было отказано в иске в полном объеме. Интересы ответчика в суде представляла юрист Центра защиты прав СМИ Ольга Воронова.

ОКТЯБРЬ, 6
Холдинг «Омская правда»
В Омске гендиректор холдинга «Омская правда», которому никак не удается оптимизировать работу коллектива путем увольнения недовольных его руководством, решил свести к минимуму время присутствия каждого из них на работе. Чтоб они реже попадались ему на глаза, Дмитрий Поминов приказал сократить их рабочее время до одного часа в день – перевел, таким образом, этих людей с традиционной пятидневки на «пятичасовку», снизив им пропорционально заработную плату - приблизительно в 8 раз. В частности, в приказах об изменении трудовых договоров сказано, что корреспондент Евгений Орлов должен работать с 14 до 15 часов, а редактор сайта Евгения Карасева – с 9 до 10 часов. И дольше задерживаться на рабочем месте не вправе. В течение часа им разрешено выполнять задачи, поставленные перед ними начальством, если же оно молчит, то журналисты не должны проводить никаких работ. Чтоб начальству с ними лишний раз не встречаться, «секвестированным» сотрудникам надлежит отправлять ему служебные записки с просьбами пояснить круг обязанностей на день, точнее - на час, и в течение того же часа ждать официально оформленного приказа за подписью руководителя холдинга. В таком режиме в главном печатном органе региона около двух месяцев трудятся четверо сотрудников - из числа тех, кто выражал открытое недовольство нововведениями Дмитрия Поминова. В частности, он ввел в штат ряд управленческих должностей, функции которых непонятны пишущей братии («контент-менеджер», «начальник общего отдела», «контрактный управляющий», «начальник службы информационного обеспечения», «специалист службы информационного обеспечения», «директор по связям с общественностью» и т.п.), уменьшив при этом оклады журналистам. Профсоюзу холдинга тогда удалось добиться отмены их сокращения, а попытки увольнения профсоюзных активистов к успеху не привели – им на помощь пришли юристы областного совета профсоюзов. Тогда глава холдинга решил лишить несогласных права на труд. Однако они обратились в суд. И он на днях вынес постановление об отмене приказов гендиректора, поскольку они противоречат законодательству – «искусственно занижают объем работ» и «делают невозможным исполнение работниками их обязанностей». Решение, правда, еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано в облсуде.

ОКТЯБРЬ, 6
Максим Румянцев
В Свердловской области специальному корреспонденту «КРИК-ТВ» и руководителю центра по связям с общественностью Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Максиму Румянцеву сожгли баню. Как предполагает журналист, это может быть связано с его расследованием работы главы поселка Атиг Владимира Морозова. Как ранее сообщало информагентство «URA.Ru», между Морозовым и Румянцевым однажды уже произошел конфликт. В декабре прошлого года прямо у входа в местную администрацию съемочная группа работала над сюжетом о том, что власти «распахали» трактором дорогу на одной из улиц, из-за чего дачники лишены возможности подъехать к своим домам. Морозов общаться с журналистами отказался и поспешил скрыться от камеры. Стоит отметить, что вопросов к работе Владимира Морозова у местных жителей немало. Одна из ситуаций, которая вызывает вопросы общественников, связана с тем, что осенью прошлого года Морозов распорядился на сэкономленные деньги поселкового бюджета купить металловоз стоимостью 3,5 млн рублей. Правда, непонятно, зачем такая техника поселку с населением в 3,5 тыс. человек, где годовой бюджет составляет 18-20 млн. Прокуратура Нижнесергинского района требует возбудить уголовное дело по статье 119 УК РФ («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда»). Речь идет о сообщениях («хана тебе», «сожжем» и пр.) в форуме, адресованных Максиму Румянцеву. Прокуроры не согласились с отказом в возбуждении уголовного дела сотрудниками МВД и потребовали провести дополнительную проверку. Постановления об отказе, которые неоднократно выносились местным отделением милиции, принимались даже при наличии в заключения Бюро специальных технический мероприятий ГУ МВД РФ по Свердловской области, которое нашло «автора» оскорбительных посланий и угроз. «Администрирование учетной записи «Кирилл» происходило с IP-адреса, выданного в пользование Струнину В. Н., однако сотрудники администрации даже не были опрошены по факту публикаций на местном форуме. Они исходили с IP-адресов администрации Верхних Серег», - сказано в материалах проверки. Однако начальник ММО «Нижнесергинский» никого не ищет уже с февраля месяца. Впрочем, долго искать не нужно: Струнин Владимир Витальевич - это глава администрации городского поселения Верхние Серги, о чьих делах Румянцев также неоднократно рассказывал в СМИ.

ОКТЯБРЬ, 7
ВГТРК
Девятый арбитражный апелляционный суд прекратил производство по заявлению предпринимателя Виталия Рукосуева о защите деловой репутации и взыскании с ВГТРК 100 млн рублей компенсации за распространение недостоверной, по мнению заявителя, информации. Таким образом, апелляционный суд отменил решение арбитражного суда Москвы от 17 июля, когда было отказано в удовлетворении иска Рукосуева. Причиной судебного разбирательства стал один из выпусков программы «Вести. Дежурная часть» (телеканал Россия). В рубрике «Московские мошенники» был показ сюжет, посвященный деятельности по очистке кредитных историй. Истец считает «необоснованным представление в передаче его деятельности по удалению кредитных историй незаконной и мошеннической» (см. монитор за август 2014 года). Суд посчитал, что распространенная в программе канала информация не может считаться относящейся непосредственно к истцу. Утверждений о том, что «истец является мошенником и аферистом», а также о том, что «сделать кредитную историю чистой Виталий Рукосуев предлагает обманным путем», в передаче не было, говорится в решении суда.

ОКТЯБРЬ, 7
«Экспресс-газета»
Савеловский суд Москвы взыскал с «Экспресс-газеты» 50 тысяч рублей по искам известного актера Бориса Галкина и певицы Инны Разумихиной о защите права на неприкосновенность частной жизни и охрану изображения. В ходе заседания суда оба иска артистов к одному и тому же изданию были объединены в целях экономии времени. В итоге в пользу Галкина суд взыскал 30 тысяч рублей, в пользу Разумихиной - 20 тысяч. Также ответчик должен будет заплатить 500 рублей в качестве возмещения судебных издержек, передает РАПСИ. Поводом для исков стала публикация в «Экспресс-газете» материалов о Галкине и Разумихиной, в которых были описаны подробности их личной жизни.

ОКТЯБРЬ, 7
Газета «Районные будни»
Валентин Кецманов
В Рыльском районном суде (Курская область) завершилось рассмотрение иска спикера гордумы Рыльска и главы дорожно-ремонтной компании Владимира Клевцова к редакции местной газеты «Районные будни» и ее главному редактору Валентину Кецманову. Владимир Клевцов и возглавляемая им компания «Рыльское ДРСУ» подали иски о защите чести, достоинства и деловой репутации к редакции газеты и ее главреду после публикации материалов, критикующих деятельность самого Клевцова и предприятия, которым он руководит. Иск от спикера Рыльской гордумы поступил в местный районный суд в марте этого года, а от компании – в Арбитражный суд Курской области в апреле. Общая сумма, которую истцы хотели взыскать с ответчиков в качестве морального и репутационного вреда, составляла 8 млн рублей. Арбитражный суд Курской области в августе этого гола вынес решение оставить требования истца без удовлетворения (см. монитор за март, апрель, август 2014 года). Вскоре Рыльский районный суд вынес решение и по личному иску Владимира Клевцова. Истец требовал от ответчиков публикации опровержения и компенсации морального вреда в размере 4 млн рублей. Из всех фраз оспариваемых депутатом, была признана недостоверной и порочащей только одна: «Известно, что руководитель ООО «Рыльское ДРСУ» В. Н. Клевцов своим распоряжением запретил движение тяжелой техники ООО «Спика» на помощь городским коммунальщикам». Согласно решению суда, редакция газеты «Районные будни» должна выплатить истцу компенсацию морального вреда (20 тыс. рублей) за указанную фразу, а также за «уничижающие честь и достоинство истца слова «князек» и «клевцовщина».

ОКТЯБРЬ, 7
Газета «Правда Северо-Запада»
В Архангельске неизвестные совершили налет на редакцию газеты «Правда Северо-Запада». Как сообщает FlashNord, ссылаясь на источник в правоохранительных органах, нападение было совершено ночью. «Неизвестные исписали стены офиса газеты угрожающими надписями, другое имущество редакции не пострадало», - уточнил источник. По данным агентства «Эхо Севера», вандалы оставили надписи «Перестаньте трогать мою жену. Орлов», «Берегитесь», «Иначе смерть». Журналисты газеты связывают нападение с редакционной политикой издания. Агентство сообщает, что издание испытывает давление в течение последних 2,5 лет.

ОКТЯБРЬ, 7, 8
СМИ Омска
В Омске прошло заседание областного правительства. На нем обсуждался ряд актуальных вопросов, включая распределение бюджетных средств, помощь малому и среднему бизнесу, а также вопросы здравоохранения. Министр здравоохранения Омской области Андрей Стороженко сообщил об изменениях программы по развитию этой сферы. Так, в 2015 году на «Развитие здравоохранения Омской области» планируется выделить почти 30 млрд рублей (6,2 млрд - федеральные средства). Большая часть из этих средств будет рассчитана на повышение зарплат медработникам. Министр финансов Рита Фомина рассказала о «совершенствовании методики при оценке муниципальных образований» и об управлении финансами. В целом министры отчитались перед губернатором Виктором Назаровым по восьми пунктам подведомственной ему области. Затем к прессе вышел первый вице-губернатор Вячеслав Синюгин, и далее заседавшие остались совещаться в закрытом режиме. По официальной информации, последующее обсуждение касалось вопросов безопасности. Напомним, что вчера в пресс-студии облправительства, где обычно сидит пресса, неожиданно отключили звук на докладе замминистра экономики Денежкина. А журналистов попросили выйти за дверь сотрудники ГУИП.

ОКТЯБРЬ, 8
Павел Шехтман
В Москве задержали публициста и оппозиционера Павла Шехтмана. Об этом сообщает «ОВД-Инфо». «Задержанному удалось передать, что причиной интереса со стороны следователей стали его публикации в социальных сетях», - говорится в заметке. По данным СМИ, Павел Шехтман был доставлен в изолятор временного содержания «Крылатское». Известно, что он писал в Twitter, Facebook, «Живой Журнал», а также публиковался на заблокированном на территории РФ сайте Грани.ру. Позднее поступила информация, что Кунцевский суд отказал в аресте Павла Шехтмана, задержанного по подозрению в экстремизме. Следователь должен освободить его под подписку о невыезде. Выяснилось, что Шехтману предъявлено обвинение по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), максимальное наказание по которой предусматривает до 5 лет лишения свободы. Уголовное дело возбудили по заявлению движения «Русский общественный контроль».

ОКТЯБРЬ, 8
ТВЦ
Арбитражный суд Москвы отклонил иск новгородской компании «Дека» к телеканалу ТВЦ о защите деловой репутации и взыскании 10 миллионов рублей. В конце мая «Дека» подала иск. Компания утверждала, что телеканал распространил несоответствующую действительности информацию в своём сюжете о некачественных газировках. Среди прочего речь шла и о квасе «Никола», который производит «Дека». Согласно сюжету, производители кваса используют несоответствующие этикетке компоненты. Журналисту утверждали, что «ни в одном из представленных образцов не оказалось самого главного ингредиента кваса - дрожжей» (см. монитор за август 2014 года).

ОКТЯБРЬ, 8
Дмитрий Ежов
В Ульяновске сожжен автомобиль главного редактора и владельца регионального интернет-портала «Улпресса» Дмитрия Ежова. Возбуждено уголовное дело. Губернатор региона заявил, что преступление будет раскрыто, и «это дело чести УВД». Пострадавший считает, что поджог автомобиля мог быть местью или предупреждением за расследования портала. Автомобиль Honda Pilot, стоявший во дворе дома главного редактора, загорелся около половины второго ночи, шум подняли соседи господина Ежова, увидевшие пламя. Прибывшие пожарные затушили огонь, но вся задняя часть автомобиля и салон выгорели почти полностью, и, по словам пострадавшего, «скорее всего, внедорожник уже не подлежит восстановлению», общий ущерб около 800 тыс. рублей. По словам охранника частной парковки, дежурившего в ту ночь, он видел, как двое молодых людей, сорвав крышку бензобака, засунули в него горящий предмет и убежали. Почему охранник не воспрепятствовал поджогу, неизвестно. Господин Ежов допускает, что тот, «скорее всего, получил в свой адрес угрозы». Он не исключает, что поджог могла устроить «широкая стояночная мафия, например, чтобы обеспечить наполняемость платных парковок», но сам придерживается версии, что это месть или предупреждение за целый ряд проводимых интернет-порталом расследований». Называть конкретные темы, с которыми от связывает возможную месть, главред «Улпрессы» отказался, «поскольку с этими людьми еще продолжаются личные коммуникации». Сайт «Улпрессы» создан в 2003 году как интернет-библиотека «всего, что пишется об Ульяновской области», и дискуссионная площадка. В последние годы портал публикует собственные материалы, ведет расследования. Наутро после инцидента губернатор региона Сергей Морозов в своем твиттере заявил, что «виновник будет найден в ближайшее время и наказан по всей строгости закона». Он также заметил, что «мы уже почти забыли» про разборки в отношении журналистов, «будем и впредь такие инциденты рубить на корню». Специально по этому случаю губернатор провел в воскресенье совещание с руководством УМВД, после которого сообщил в твиттере, что «расследование будет находиться на личном контроле начальника УМВД». В пресс-службе регионального УМВД сообщили, что уже возбуждено уголовное дело по факту умышленного поджога (ч. 2 ст. 167 УК РФ), и одна из основных версий, «которая однозначно будет отрабатываться», – «связь преступления с профессиональной деятельностью Дмитрия Ежова». Уже составлен фоторобот предполагаемого преступника. В региональном УМВД пояснили, что, по их данным, «за последние годы уголовных дел, связанных с нападениями на журналистов или порчей их имущества, чтобы это было связано с журналистской деятельностью, не было». В то же время, по данным Фонда защиты гласности, с 2002 по 2014 год произошло 10 нападений на журналистов Ульяновской области (в том числе и на Дмитрия Ежова в 2004 году). Большинство из них так и остались нераскрытыми.

ОКТЯБРЬ, 9
«Аргументы и факты»
Заводской районный суд Орла вынес решение по иску Альберта Алиева к ЗАО «Аргументы и факты» о защите чести, достоинства и деловой репутации. История конфликта достаточно запутанна. Альберт Алиев некоторое время назад был признан виновным в избиении человека и получил условный срок. Как сообщает редакция «АиФ–Черноземье», замена реального срока на условный произошла благодаря тому, что Альберт Алиев был награжден Орденом мужества. Однако адвокат потерпевшего решил проверить номер указа президента РФ о награждении, указанный Алиевым в суде. Выяснилось, что президентский указ под таким номером не содержит информации о каком-либо награждении. Об этом потерпевший и его адвокат заявили в апелляционной жалобе, усомнившись в реальности награды Алиева. Этот же факт послужил и основой публикации в «АиФ–Орел» в начале февраля этого года. После этого Альберт Алиев подал иск о защите чести и достоинства к потерпевшему и его адвокату, затем в списке соответчиков появились «АиФ–Орел», его издатель и учредитель. Кроме утверждения о подделке документов, истец потребовал опровергнуть и другие фрагменты газетной публикации, которые он посчитал порочащими: что он «замешан в вымогательстве и хищении», во время контрактной службы в Чечне «обслуживал тюрьмы». Следует отметить, что Альберт Алиев обращался в редакцию «АиФ–Орел» с просьбой опубликовать его ответ в досудебном порядке. Однако, по словам редакции, текст ответа не соответствовал требованиям законодательства. Редакция предложила автору доработать текст, однако он этого делать не стал. Альберт Алиев потребовал от редакции и компенсации морального вреда в размере 500 тыс. рублей. В ходе суда был сделан запрос в Администрацию президента РФ о награждении истца Орденом мужества. Выяснилось, что приказ о награде действительно существует, но его номер отличается от того, который записан у Альберта Алиева в военном билете (см. монитор за август «014 года). Позиция представителя ответчиков заключалась в том, что большинство оспариваемых сведений не относятся к истцу или не носят порочащий характер. Единственная порочащая фраза, содержавшаяся в публикации (о том, что Алиев избил человека), была подтверждена вступившим в силу приговором суда. Суд отказал истцу в его требованиях в полном объеме.

ОКТЯБРЬ, 10
Валерий Донской
Журналист Валерий Донской умер от тяжелой двусторонней пневмонии в отделении реанимации районной больницы в подмосковных Люберцах. Его похоронили на Новом кладбище Абинска (Краснодарский край). Ранее В. Донской работал в Крымске на радио «Электрон – FM» - том самом, которое сообщало о страшном наводнении в 2012 году. Он первым сообщил о масштабах трагедии, о проблемах людей, отчаявшихся дождаться помощи от чиновников. Затем перебрался в Москву. В марте Валерий был на Майдане в качестве внештатного корреспондента французского информагентства. Затем поехал в Донбасс, также как фрилансер. И вот на сайте партии «Яблоко» появилось смс-сообщение В. Донского от 29 сентября: «Мы тут пять дней назад загремели в плен на границе. Нас держали в жутко холодном железном бараке. Три дня мерз, как с*** и молился богам эфира. Через три дня нас выпускают и мы мчимся мск. Тут я попадаю в больницу. Меня откачивали сутки. Двухстороннее воспаление легких. Вот она работа». Больше сообщений от журналиста не было. А 14 октября в морге районной люберецкой больницы прошло прощание с Валерием Донским. Журналист Дмитрий Флорин, знавший Валерия Донскова еще с Крымска, рассказал: «Пока нет информации о том, кто держал его в плену, нет и других подробностей. Когда Валерий лежал в больнице, он был в очень плохом состоянии. Друзья и коллеги расспрашивать тогда его не спешили, шутили, мол, сейчас оклемаешься – напишешь крутой репортаж, как ты в плену сидел. Не оклемался».

ОКТЯБРЬ, 10
«Новая газета»

Роскомнадзор вынес «Новой газете» предупреждение о недопустимости использования средств массовой информации для экстремистской деятельности. Об этом сообщается на сайте ведомства. Письменное предупреждение вынесено редакции и учредителю «Новой газеты» и касается как печатного издания, так и его электронной версии. Поводом вынесения предупреждения послужила статья Юлии Латыниной «Если мы не Запад, то кто мы?» в номере газеты от 10 сентября (на сайте публикация датирована 9 сентября). В этой статье Роскомнадзор усмотрел высказывания, которые подпадают под закон «О противодействии экстремистской деятельности». В своем материале Латынина утверждала, что особой «русской культуры» нет и «русская культура стала великой, когда вся она (...) стала частью западной культуры». Попытки официальных властей после победы Майдана противопоставить «русскую культуру» «европейской бездуховности», по мнению журналистки, являются «обычным приемом фашизма». «Под лозунгом «Возврата к великой русской культуре» в стремительно фашизирующемся обществе нам предлагают считать исконно русскими хамство, пьянство и бескультурье. Нам внушают, что исконно русское – это пить, рубить головы и брать взятки. А все остальное, мол, гнилой Запад», - написала Латынина.

ОКТЯБРЬ, 11
Съемочная группа теле программы «Ревизорро»
Подразделение Следственного комитета России по Анапе (Краснодарский край) отказалось возбуждать уголовное дело против управляющего кафе «Ирина» Юрия Сулоева, который в сентябре 2014 года напал на съемочную группу телепередачи «Ревизорро». Об этом сообщила помощник начальника кубанского следственного управления Наталья Смяцкая. Местная полиция требовала привлечь Сулоева по двум уголовным статьям за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (статья 144 УК РФ) и за умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ). Вместо этого следователи предлагают МВД привлечь съемочную группу к уголовной ответственности за самоуправство, а управляющего – по статье «Побои»: эта статья, в отличие от вышеупомянутых, предусматривает лишение свободы на меньшие сроки и только в самых тяжких случаях. Инцидент произошел вечером 9 сентября в анапском кафе «Ирина». Авторы программы «Ревизорро» (съемки для телеканала «Пятница» проводили два оператора, ведущая, продюсер и два представителя местного ЧОПа) отсняли часть сюжета в ресторане и направились на кухню заведения без согласования с его управляющим. На кухне завязалась потасовка. По свидетельству съемочной группы, Сулоев, «находясь в возбужденном состоянии, начал бросаться на группу», ринулся за ножом, но его остановили работники кухни, а позже вызвал в качестве подкрепления охранников, поваров и прочий персонал. По оценкам канала, работники кафе сломали техники на сумму не менее 500 тыс. рублей, избивали операторов ногами, одному из них разорвав губу (см. монитор за сентябрь 2014 года).

ОКТЯБРЬ, 11
Александр Бывшев
В ФЗГ обратился житель поселка Кромы (Орловская область), независимый журналист Александр Бывшев, в отношении которого возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ после публикации в «Литературной России» его статьи «Свобода лова, Или охота продолжается». В ней сообщалось о начале гонений на него и перспективах возможного судебного преследования из-за стихотворения «Украинским патриотам» (см. монитор за июль 2014 года). А. Бывшев сообщил ФЗГ, что Кромской районный суд отправил его стихотворение «Украинским патриотам» на новую экспертизу, усомнившись в выводах экспертов ГЛЭДИС. Он рассказал: «На днях пришли результаты повторной экспертизы, проведённой по ходатайству Кромской прокуратуры в ЭКЦ МВД Орловской области. Её проводили бывшие выпускницы Орловского государственного университета некие Рыжикова и Терёшина (1981 и 1985 годов рождения соответственно). Они нашли в стихотворении то, что требовалось прокуратуре: и негативные высказывания по отношению к группе лиц по социальному и национальному признаку, и разжигание межнациональной розни, и призывы к противоправным действиям, короче, весь «экстремистский набор». 3 октября на очередном судебном заседании стихотворение «Украинским патриотам» было признано экстремистским. В ходе слушаний были полностью проигнорированы результаты лингвистической экспертизы, проведенной авторитетными специалистами Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам, которые не обнаружили в стихотворении никаких признаков экстремизма. Более того, представитель прокуратуры заявил, что эксперты ГЛЭДИС вышли за рамки своих полномочий и были необъективны. Таким образом, их профессиональная компетентность была подвергнута сомнению. Суд прислушался не к мнению московских специалистов, среди которых было 2 доктора наук и один академик, а к не имеющим никаких учёных званий и научных трудов двум молодым работницам ЭКЦ МВД России, одна из которых, по собственному её признанию, работает с подобными экспертизами лишь с 2013 года. Увы, на беспристрастность судебных органов в данном деле рассчитывать не приходится».

ОКТЯБРЬ, 12
СМИ Волгодонска
В конце рабочей недели редакции СМИ Волгодонска (Ростовская область) по электронной почте получили письмо-уведомление о новых формах работы с администрацией города. Исполняющая обязанности главы администрации города Волгодонска по организационной, кадровой политике и взаимодействию с общественными организациями Ирина Орлова сообщила, что с 13 октября традиционные планёрные совещания с мэром города Виктором Фирсовым будут проводиться без участия СМИ. Специально для журналистов планируется проводить отдельные пресс-конференции с заместителями мэра Волгодонска, был составлен отдельный график. За три дня до проведения таких пресс-конференций редакциям необходимо будет отправить свои вопросы в пресс-службу администрации, а за день до пресс-конференции предоставить данные журналиста, который будет на ней присутствовать. Встретиться же с мэром представители СМИ теперь смогут не чаще чем раз в месяц - по первым понедельникам. Решение волгодонской мэрии будет оспорено. Редакторы настроены обратиться к юристам и выработать совместную тактику поведения в этой ситуации. Но даже если решение переиграть и не удастся, имидж мэра поправить уже будет невозможно.

ОКТЯБРЬ, 12
Газета «Открытая для всех и каждого»
В апреле 2013 года краевая газета «Открытая для всех и каждого» опубликовала в печати и разместила на сайте статью, в которой обвиняла ООО «Научно-производственное объединение Инженерные Системы» в недобросовестном отношении к работе при реконструкции многоквартирного дома. Под муниципальную программу на дом выделили более миллиона рублей, но вышеназванный исполнитель почти два месяца не приступал к работам, а потом освоил лишь половину средств, «сэкономив» на системе терморегулирования. После реконструкции квартиры жильцов напоминали сауны, из кранов с горячей водой хлестал невыносимый кипяток. Старшая дома с ног сбилась, пытаясь обратить внимание чиновных, правоохранительных и коммунальных структур на результат этой откровенной халтуры, и отказалась подписывать акт о приемке в эксплуатацию. Наконец, после долгих мытарств, комиссия с участием представителя «Теплосети» признало, что клапан регулятора системы горячего водоснабжения неисправен. Но подрядчик («НПО Инженерные Системы» возглавляет гендиректор Никольский) и не подумал нарушение устранить. Зато стал защищать деловую репутацию, подав в суд на газету, рассказавшую об этой истории. Судья краевого арбитража согласилась с тем, что фирма нарушила технические условия и сроки работ при реконструкции старой многоэтажки. Но в тексте опровержения суд вставил слово, отсутствующее в публикации – «мошенничество». Мол, суд установил: из контекста статьи следует, что истец обвиняется ответчиком в мошенничестве. «Как законопослушные люди, мы решение суда публикуем, - сообщает газета под текстом опровержения, - но объясняем судье то, что зафиксировано во многих правовых нормах: рассматривая дела о защите чести, достоинства и деловой репутации, суд анализирует именно те слова и выражения (вплоть до знаков препинания), которые есть в публикации. И никаких домыслов в «обоснование» решения, никаких собственных слов судья придумывать для усиления «контекста» не имеет права. И если судья не дружит с лингвистикой, то во имя объективного разбирательства обязана была прибегнуть к заключению эксперта». «Открытая» собирается обжаловать решение арбитражного суда в Верховном суде.

ОКТЯБРЬ, 13
Владислав Никитенко
Амурскому журналисту отказали в возбуждении дела за его статью «Дядя Вова! Не позорься, верни Крым!». Журналист Владислав Никитенко из Благовещенска (Амурская область) 26 мая разместил на своём сайте статью «Дядя Вова! Не позорься, верни Крым!» о том, что Крым не является Россией и его надо вернуть Украине. Как сообщил 8 октября сайту Каспаров.Ru сам Никитенко, после этого он потребовал возбудить против него дело об экстремизме, однако ФСБ не нашло оснований для этого. Журналист после публикации статьи 29 мая подал на себя явку с повинной в следственный отдел ФСБ РФ в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край), где он в то время находился и размещал статью. Там 16 июня с Никитенко впервые взяли объяснение. Журналист настаивал на том, что его действия попадают под часть 2 статьи 280.1 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ»), которая была введена в УК РФ 9 мая 2014 года и предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы. Никитенко уверен, что статья 280.1 УК РФ не более чем «мертворождённый монстр» и она должна быть немедленно декриминализирована. Он готов пройти через суд, СИЗО и колонию, утверждая, что наличие данной статьи в УК РФ противоречит Конституции страны. Сначала УФСБ по Комсомольску-на-Амуре, а потом и по Хабаровскому краю приняло решение об отказе в возбуждении уголовного дела против Никитенко. Последнее решение датировано сентябрем 2014 года, но получил его журналист уже в начале октября. Старший следователь краевого УФСБ С. Гребёнкин направил статью «Дядя Вова! Не позорься, верни Крым!» на лингвистическую экспертизу в Дальневосточный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, специалисты которого не нашли в ней призывов к нарушению территориальной целостности России. Владислав Никитенко, будучи редактором газеты «Амурский летописец», в 2001 году был осуждён за оскорбление бывшего губернатора Амурской области Анатолия Белоногова, но в 2008 году приговор был отменён, а Никитенко оправдан. В 2011 году он был оправдан по делу о клевете в отношении судьи. В 2013 году он разместил в Интернете видео со спящим судьей Евгением Махно, после чего тот ушёл из судей, а двое осужденных после опубликования видео оказались на свободе. Журналист отказался от гражданства России, однако не может добиться решения об этом.

ОКТЯБРЬ, 13
«Карелинформ»
«Республика»
Фамилия главы Петрозаводска Галины Ширшиной попала в список пользователей «чёрной бухгалтерией». Распространителям данной информации придётся отвечать в суде за «сенсационную новость». Кандидат в депутаты Петрозаводского городского совета Николай Тараканов под занавес сентябрьской избирательной кампании собрал журналистов на пресс-конференцию, обнародовав «финансовые документы», относящиеся ещё к прошлогодним выборам главы Петрозаводска. Из материалов, предложенных Таракановым журналистам, следовало, что во время выборов 2013 года, когда Галина Ширшина баллотировалась на пост мэра Петрозаводска, существовала будто бы «чёрная касса», распоряжался которой петрозаводский бизнесмен В. Попов, он же лидер республиканского отделения партии «Яблоко», выступавший тогда в роли руководителя избирательной кампании Г. Ширшиной. Журналисты написали отчёты с пресс-конференции, одна редакция обнародовала сами документы «чёрной бухгалтерии», переданной ей Н. Таракановым. Фамильный список получателей денег, обнаруживаемых в ведомостях, довольно внушительный, и попала в него победившая на мэрских выборах Г. Ширшина. В отличие от других фигурантов списка она сразу же обратилась в Петрозаводский горсуд, требуя наказать Н. Тараканова, распространившего о ней недостоверную информацию, а также потребовав наказать два сетевых издания, «Карелинформ» и «Республика», обнародовавших порочащие её сведения. С каждого ответчика Г. Ширшина требует взыскать материальную компенсацию морального вреда (по одному миллиону рублей), а от редакций дополнительно требует ещё опровержения недостоверной информации и удаления публикаций из архивов сайтов. Василий Попов, комментируя ситуацию, сообщил журналистам, что судебная история, скорее всего, будет иметь продолжение, и в ней могут появиться новые лица из списка, якобы пользовавшимися услугами «черной кассы». Н. Тараканов, отвечая на наш вопрос о возможности подтвердить достоверность распространенных им «документов», сказал, что намерен сделать в это в судебном заседании. На этой неделе начинаются судебные слушания.

ОКТЯБРЬ, 13
СМИ Карелии
Общественная организация, занимающаяся в Петрозаводске гражданским контролем, в рамках своих уставных задач проводила общественное расследование в гипермаркете «Сигма», для чего осуществляла видеосъемку. Администрация магазина, увидев это, стала препятствовать видео-фиксации, и с угрозой применения физической силы запретила гражданским активистам пользоваться фото- и видеокамерами в здании предприятия. Активисты, посчитавшие, что запрет на проведение видеосъемки был незаконен, обжаловали действия администрации, обратившись за защитой в Петрозаводскую прокуратуру. Надзорный орган, изучив фактическую сторону события, вынес решение, что администрация гипермаркета не имела права запрещать фото- и видеосъёмку. Генеральному директору ООО «Сигма» внесено представление об устранении нарушения. Прокуратура Петрозаводска, опираясь на Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О защите прав потребителей», пришла к выводу, что действующее законодательство не запрещает ведение фото и видеосъемки в помещениях торговых предприятий.

ОКТЯБРЬ, 13
Сайт информационного агентства «PenzaNews»
Сайт интернет-издания «Пенза-Спорт»
Сайт информационного агентства «PenzaNews» подвергся DDoS-атаке. Как сообщают технические специалисты компании, атака началась в 12.50, после чего работоспособность сайта была нарушена.

Одновременно с этим для пользователей перестал быть доступен сайт интернет-издания «Пенза-Спорт», который является информационным проектом ИА «PenzaNews». Позднее действия злоумышленников были нейтрализованы.

«Сейчас в ситуации продолжают разбираться технические специалисты, меры безопасности усилены. Кто именно организовал атаку, сказать пока трудно, но, как мне пояснили, шлейф запросов отслежен. Возможно, кому-то не понравилась какая-либо информация на сайте, и эти люди решили прибегнуть к DDoS-атаке. Примитивно, конечно. Такой способ «борьбы» с интернет-ресурсом, который проводит собственную информационную политику, имеет краткосрочный эффект и лишь еще больше повышает интерес к его деятельности», - прокомментировал руководитель ИА «PenzaNews» Иван Маликов.

Он добавил, что деятельность информационного агентства продолжается в штатном режиме.

ОКТЯБРЬ, 14
ТРК «Петербург - Пятый канал»
Телепередача «Момент истины»
Решение суда не повлияло на намерение Андрея Караулова в своей передаче «Момент истины» и дальше изучать деятельность председателя совета директоров инвестиционного холдинга «Финам» Виктора Ремши, который выиграл суд у ТРК «Петербург - Пятый канал» и у ООО «Стратегия века» (передача «Момент истины»). За нанесение ущерба репутации холдинга ответчики выплатят предпринимателю 1 млн рублей. Суд удовлетворил иск Виктора Ремши лишь частично. Изначально бизнесмен собирался получить со своих обидчиков общую сумму в 3 млн рублей. В результате, после решения Арбитражного суда Москвы, телеканал и передача обязаны выплатить Виктору Ремше по 500 тысяч рублей. Кроме того суд обязал телеведущего Андрея Караулова публично опровергнуть порочащие Ремшу сведения, которые прозвучали в его передаче «Момент истины», вышедшей в эфир 13 мая 2013 года, а также взыскал с него 8 тысяч рублей. В ответ ООО «Стратегия века», выпускающее «Момент истины» подала апелляцию на решение суда. В 2013 году акционер холдинга «Финам» Виктор Ремша подал иск о защите деловой репутации к ТРК «Петербург - Пятый канал» и к ООО «Стратегия века», выпускающее программу «Момент истины». В передаче неоднократно рассказывалось о якобы незаконной деятельности Виктора Ремши и холдинга «Финам». В частности в одном из выпусков программы прозвучали обвинения в рейдерском захвате компанией магазина «Чай» на Мясницкой улице в Москве. В апреле 2013 года арбитраж Москвы отклонил иск холдинга «Финам» о защите деловой репутации к ТРК «Петербург-Пятый канал» и ООО «Стратегия века», а в марте 2014 года по постановлению суда компания, передача «Момент истины» и Андрей Караулов все-таки выплатили Виктору Ремше 200 тысяч рублей компенсации (см. монитор за апрель 2014 года).

ОКТЯБРЬ, 14
Александра Скочиленко
Судья Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга Елена Лыкова прекратила дела в отношении журналистки интернет-газеты «Бумага» Александры Скочиленко и члена избиркома МО Морской с правом решающего голоса Дианы Гусейн-Заде за отсутствием события административного правонарушения. Девушек задержали в здании Василеостровской администрации 10 сентября и в течение суток удерживали в полиции в связи с якобы неповиновением сотрудникам полиции (см. монитор за сентябрь 2014 года).

ОКТЯБРЬ, 14
Съёмочная группа «Альфа-канала»
ИА «Амур.инфо»
В Благовещенске съёмочная группа «Альфа-канала» и корреспондент редакции ИА «Амур.инфо» подверглись нападению, по предварительной информации, со стороны сотрудников фирмы «Деним-А». Журналисты поехали на место содержания бездомных животных, чтобы осмотреть вольеры, где фирма содержит отловленных в городе собак. В итоге произошёл инцидент – на журналистов напали. Когда журналисты оказались на месте, где находятся вольеры, туда подъехали руководитель фирмы по отлову собак Вячеслав Золотарёв вместе с мужчиной, который не захотел представиться представителям СМИ. С мужчинами был маленький ребёнок. Факт того, что журналисты приехали на съёмку, им не понравился: мужчины стали указывать, что данная территория – частная собственность, и снимать нельзя. Тем не менее, журналисты продолжили съёмку, руководствуясь тем, что на этой территории выполняется муниципальный контракт. Однако у оператора силой отобрали камеру и отшвырнули в сторону. Мужчина, который приехал с руководителем компании «Деним-А», набросился на журналистов. Корреспондент ТК «Альфа-канал» ещё раз предупредила, что обращается к приехавшим как журналист и продолжит вести съёмку на камеру мобильного телефона. «Тогда мужчина, который приехал вместе Вячеславом Золотарёвым, выхватил у меня телефон, выкинул его в кусты, а меня стал бить палкой по ногам», – рассказывает с места происшествия журналист Анастасия Носкова. Мужчина нанёс побои также оператору канала. Он требовал у журналистов, чтобы они отдали ему свои мобильные телефоны. Съёмочной группе угрожали ружьём. Сам руководитель компании, по информации корреспондентов, попытался наехать на них на автомобиле. Всё это происходило на глазах у ребёнка, который, по словам журналистов, сильно плакал и просился домой.

ОКТЯБРЬ, 15
Антон Наумлюк
В Саратове было передано в суд административное дело в отношении Антона Наумлюка - саратовского журналиста, задержанного при освещении несогласованной акции. Административное дело в отношении Наумлюка возбудили по ст. 20.2 КоАП РФ, при этом в протоколе о задержании говорится, что у журналиста не было «ясно видимого отличительного знака представителя СМИ». Пресс-карта у него с собой была, и он освещал акцию, а не участвовал в ней, говорит Наумлюк. Журналист был задержан 21 сентября во время одиночного пикета, который проводил националист Алексей Марцев (см. монитор за сентябрь 2014 года). Позднее стало известно, что Наумлюк приговорен к штрафу в 5 тысяч рублей.

ОКТЯБРЬ, 15
Дмитрий Флорин
В Москве во дворе дома по Дмитровскому проезду представители загадочной организации под названием «ФСРБ» занялась «зачисткой» граждан с дворовой территории, прикрывая стремительно развивающиеся работы по возведению заборов для предстоящей точечной застройки. По просьбе граждан на место выехали представители прессы. Подходя к оцепленному двору, журналист Дмитрий Флорин столкнулся с препятствием: некие люди в черной форме, в разгрузочных жилетах и армейских плащ-палатках не пускали его внутрь оцепленного двора. Люди не представлялись, не показывали никаких документов. Д. Флорин предъявил свое журналистское удостоверение и заявил, что, по закону о СМИ, он имеет право заниматься своей деятельностью на этой территории, так как никаких причин, которые этому могли бы препятствовать, он не видит. Журналист попытался обойти людей в форме, но те стали хватать его за одежду, пытаться выбить из рук фотоаппарат, при этом нецензурно оскорбляя его и угрожая физической расправой. «Отсюда с фотоаппаратом ты не уйдешь», - заявили журналисту в конце «беседы». Дмитрий стал кричать, привлекая внимание находящейся неподалеку полиции, несколько сотрудников подошли к «бойцам ФСРБ», проверили документы журналиста и потребовали людей в черной форме не трогать прессу. Однако это указание действовало всего несколько минут - вскоре журналисту, производящему фото- и видеосъемку, снова подошли около полутора десятков бойцов. Они окружили его, стали оскорблять, бить по камере и пытаться выкрутить руки. Журналист воспротивился, и тут кто-то из представителей ФСРБ ударил его по ребрам под правую руку, в которой журналист держал камеру над головой. Затем его затолкали в лужу и стали «выдавливать» с территории. На помощь пришел председатель партии «ЯБЛОКО», разбирающийся в ситуации на месте, также приехавший после обращения жильцов. Сергей Митрохин кинулся в толпу с криком: «Оставьте журналиста!» и попытался вырвать Флорина из рук бойцов ФСРБ. Через несколько секунд наконец-то вмешалась полиция, так как ситуация уже стала походить на массовую драку. Полицейские оттащили людей в черной форме от журналиста, однако никаких действия в отношении них не производили. Уезжать с места событий журналисту пришлось «под прикрытием» Сергея Митрохина на его машине с охраной, так как были веские основания полагать, что люди в форме постараются уничтожить отснятый материал. По данному инциденту Дмитрий Флорин готовит заявление в ГУВД Москвы.

ОКТЯБРЬ, 16
Сайт информационного агентства «PenzaNews»
Сайт информационного агентства «PenzaNews» второй раз за текущую неделю подвергся DDoS-атаке, при этом нынешняя оказалась более массированной, и она продолжается. По информации технических специалистов компании, за несколько часов было зафиксировано более 700 тыс. обращений к интернет-ресурсу, причем осуществлялись они из разных стран с зараженных вирусами серверов. Ситуация развивалась почти по аналогичному сценарию, реализованному хакерами еще в минувший понедельник, 13 октября, когда была совершена первая серьезная попытка осуществить сбой в работе информагентства. В итоге почти до минуты совпало даже время нанесения сетевого удара - в первый раз система не выдержала в 12.50, во второй - около 13.00. При этом и в том, и в другом случае недоброжелатели начинали свои активные действия с утра, постоянно увеличивая нагрузку на сервер. Вместе с тем, как отметил руководитель ИА «PenzaNews» Иван Маликов, злоумышленникам пришлось «повозиться» с сайтом, поскольку обойти выстроенную систему защиты после атаки в понедельник они так и не смогли, и пошли другим путем, осуществив свой план только спустя два дня. «Я не буду раскрывать определенных технических деталей, чтобы не было соблазна у других особей, подобных этим псведогениям. То, что происходило в понедельник и происходит сейчас, является целенаправленной попыткой воспрепятствовать законной деятельности журналистов. Тем, кто все это устраивает, могу только по-дружески посоветовать прекратить выкидывать деньги на ветер, а если все же захотят продолжить, то – найти других «спецов». Эти прокололись», - сказал он.

ОКТЯБРЬ, 16
Ренди Ковингтон
Джо Бергантино
Два известных американских журналиста, приехавшие в Санкт-Петербург, получили незабываемый опыт общения с правоохранительной системой Российской Федерации. Их вывели из Sokos на Васильевском осторве. К вечеру иностранцы оказались в суде. Семинар о журналистском расследовании для представителей СМИ Северо-Запада в отеле Sokos устраивало посольство США в России. Это мероприятие было очередным среди прочих, которые проходили в предыдущие годы. Среди участников семинара в 2014 году, которые должны были делиться опытом с коллегами, были директор учебного центра Newsplex Университета Южной Каролины Ренди Ковингтон и руководитель Центра журналистских расследований NECIR в Новой Англии Джо Бергантино. Первый, профессор, известен своей преподавательской работой, второй - не только руководитель центра, но и бывший репортер I-Team для WBZ-TV в Бостоне, корреспондент ABC News. Однако выступить американцы не успели. По словам участников семинара, среди которых был и главный редактор «Фонтанки» Александр Горшков, двое в штатском пришли около полудня. Мужчины вошли, потребовали предъявить документы. Их заинтересовали гостей только двое вышеозначенных американцев. После осмотра паспортов им предложили объясниться, затем проследовать в отдел ФМС по Василеостровскому району. Дозвониться до кабинетов в доме 22А по 19-ой линии, где дислоцируются миграционщики, как говорят, в этот момент не могли не только журналисты, но и сотрудники головного управления. В пресс-службе ведомства разводили руками: «Пока без комментариев». Однако вскоре выяснилось, что к специалистам investigative journalism у блюстителей закона претензии по въезду на территорию Российской Федерации. В Петербург они якобы приехали по туристической визе и не имели формального права на участие в профессиональных сборищах. Правда, сопровождающие журналистов работники американского консульства уверяли, что досадный инцидент, скорее всего, ошибка российского консульства в Вашингтоне, так как просили Ковингтон и Бергантино специфическую визу, позволяющую делиться опытом в рамках семинаров. При этом отмечалось, что по этому же въездному документу американцы были уже дважды в России. Никаких вопросов у миграционной службы, в том числе у ФМС столицы, не было. А в протоколе был отражен тот факт, что проверка семинара в Sokos была назначена накануне – 15 октября. В Василеостровском суде несмотря на то, что представители УФМС настаивали на привлечении иностранцев по статье 18.8.3 КоАП РФ («Нарушение правил въезда либо режима пребывания»), а она, помимо небольшого штрафа в размере от 5 до 7 тысяч рублей, предусматривает административное выдворение, судья Елена Лыкова с учетом деятельности журналистов предпочла возможным ограничиться устным замечанием. Американцы уедут из России добровольно в субботу, как и планировали ранее.

ОКТЯБРЬ, 16
Газета «Красное знамя»
Издание газеты «Красное знамя» (Республика Коми) прекращается. Объяснения даёт главный редактор ЗАО «Газета «Красное знамя» Евгений Горчаков: «Причины такого решения просты. Общественно-политические газеты очень редко бывают самодостаточными. Их читателей сравнительно немного, по крайней мере, по сравнению с массовыми, которые иногда принято называть «жёлтыми». И здесь не имеет принципиального значения, какой позиции придерживается общественно-политическая газета – провластной или альтернативной. У меня ощущение, что в Республике Коми сейчас заказ на альтернативную точку зрения отсутствует, я имею в виду – у тех сил, которые в состоянии были бы поддерживать подобное СМИ. Совершенно деструктивно по отношению к «Красному знамени» повела себя власть. В идеальной ситуации её поведение диктовалось бы рациональностью использования бюджетных средств, которые в виде госзаказов и грантов равномерно, честно, прозрачно и с учётом аудиторий распределяются между изданиями независимо от их принадлежности. Но вы же понимаете, что это фантастика. Власти гораздо проще давать деньги тем, кого можно просто держать на коротком поводке. На данный момент других сопоставимых денег для СМИ в республике, к сожалению, нет».

ОКТЯБРЬ, 16
Герман Пантелеев
Полиция Москвы возбудила уголовное дело по факту избиения журналистов телеканала «360 Подмосковье». «По факту инцидента на Смольной улице, 48А, в ходе которого были нанесены телесные повреждения оператору одного из телеканалов, а также сломана телекамера, возбуждено уголовное дело по статье 213 УК РФ («Хулиганство») и статье 167 УК РФ («Умышленное повреждение имущества»)» - сообщает «Интерфакс» со ссылкой на столичное ГУ МВД. Днем съемочная группа телеканала «360 Подмосковье» снимала на Смольной улице сюжет, посвященный обману покупателей автомобилей. Как сообщает телеканал, продюсер Маргарита Лебедева и оператор Герман Пантелеев прибыли к автосалону для съемок материала. Вместе со съемочной группой к автосалону приехал и один из пострадавших от действий менеджеров автосалона - Николай Полещук, которому, по его утверждению, продали неисправный автомобиль. По свидетельству потерпевших, у Полещука отобрали телефон, а на оператора набросились менеджеры автосалона и охранники, всего около 10-12 человек. У одного из нападавших был нож. Нападавшие стали избивать оператора и пытались вырвать камеру с отснятым материалом.

ОКТЯБРЬ, 17
Иван Ваганов
Телекомпания АТВ
«Центральная газета»
В столице Бурятии Улан-Удэ корреспондент «Центральной газеты» Иван Ваганов подвергся нападению в приюте для бездомных животных «Забота». На журналиста набросились не бездомные собаки, а руководство этой организации, принадлежащей фирме «Перспектива-Авто». Исполнительный директор «Перспективы-Авто» Дарима Цыбикова выбила из рук журналиста мобильный телефон, несколько раз попыталась ударить его по лицу, а также угрожала ему, держа в руках топор. «Поводом для конфликта стало посещение приюта группой зоозащитников, журналистами телекомпании АТВ и «Центральной газеты». Мы хотели выяснить - почему в начале прошлой недели приют, чья работа уже вызывала много нареканий у прессы и общественников, внезапно переехал из поселка Аэропорт в поселок Сотниково на территорию бывшей птицефабрики, и как обстоят дела на новом месте? Поначалу в приюте не оказалось руководства, а находящиеся на месте работники, увидев объективы телекамер, всячески стремились не пускать представителей прессы на территорию приюта, называя ее частной собственностью «Перспективы-Авто», - рассказывает Иван Ваганов. Тем не менее, журналисты начали съемку. Позже приехал главный смотритель Болот Будаев с двумя помощниками. Он в еще более агрессивной форме потребовал от журналистов и зоозащитников покинуть приют и убрать все камеры. Команда АТВ успела собрать аппаратуру и уехать, а корреспондент «Центральной газеты» задержался у ворот, так как одна из зоозащитниц решила забрать себе домой щенка и уже заполнила документы. Все готовились уезжать, когда появилась исполнительный директор ООО «Перспектива-Авто» Дарима Цыбикова, агрессия которой явно перешла все рамки дозволенного. «Топор она, правда, бросила на землю, но уехала с места инцидента, вместе с выхваченным из моих рук телефоном. Лишь после своевременного вызова полиции Цыбикова вернулась и передала мне телефон через одного из своих сотрудников. Все видеозаписи на мобильнике, сделанные в приюте, были ей удалены», - отмечает журналист. Он подал заявление в полицию, и намерен добиваться правовой оценки действий Даримы Цыбиковой.

ОКТЯБРЬ, 17
Информационный портал «ProГород»
Общественная палата Коми обратилась в Роскомнадзор с просьбой прекратить деятельность информационного портала «ProГород». «Начался осенний призыв. Актуальная тема в данный момент. Как откосить от армии? Какие способы вы знаете? Поделитесь», – с таким вопросом обратилась редакция информационного портала «ProГород» к своим читателям. Лучшие рекомендации уже «откосивших» сыктывкарцев были незамедлительно опубликованы на сайте издания. Подобные наставления не пришлись по вкусу активистам организации «Рубеж Севера». Помимо этого, члены Общественной палаты республики усмотрели в публикации злоупотребление свободой СМИ и обратилась в Управление Роскомнадзора по Коми с просьбой принять предусмотренные законом меры в виде предупреждения, либо прекращения деятельности СМИ «ProГород»...

ОКТЯБРЬ, 17
Арсений Веснин
Во время похорон погибшего на Донбассе жителя Кронштадта к корреспонденту «Эха Москвы» Арсению Веснину подошли вооруженные автоматами люди, пытались отобрать микрофон и выгнали с кладбища. Инцидент произошел на православном кладбище в Кронштадте. Журналист прибыл туда, чтобы сделать репортаж с похорон 18-летнего Евгения Пушкарева, который воевал в качестве добровольца на стороне ополчения в Луганской народной республике и погиб 10 октября в поселке Никишино на Украине. «Его без всякого опыта поставили пулеметчиком в разведотряд. Родители говорят, что парню голову задурили в интернете, а вербовщики помогли попасть в действующую часть. Взял несколько интервью, в том числе у сослуживцев и учителей погибшего Жени», - сообщается на странице Веснина в Facebook. В какой-то момент к съемочной группе приблизились несколько человек с автоматами. Впоследствии оказалось, что это члены некого «патриотического клуба из Сестрорецка». «Один из «автоматчиков» узнал меня, узнал, что я с «Эха» и что это я освещал акцию на Невском. И они стали обвинять меня в поддержке Украины, окружили, отвели в сторону. Попросили уйти подобру-поздорову. Отняли микрофон, потом, правда, вернули. Сказали, что стерли все мои интервью», - описывает события Веснин. «Они меня узнали по событиям на Невском проспекте. Я так думаю, что они видели видеоролики в интернете. Они мне начали говорить: ты поддерживаешь украинцев, ты кричал «Кто не скачет, тот москаль», - продолжает журналист. - Они мне говорили про видеоролики, что я там кричал слова в поддержку киевской власти, хунты и так далее. Я ответил, что я здесь как журналист нейтрально работаю и там нейтрально работал. Они мне не поверили». В итоге один из людей с автоматами забрал у журналиста флешку с интервью и куда-то скрылся с ней, потом возвратился и отдал флешку обратно владельцу. Позже Веснин обнаружил, что вся информация с носителя стерта. По предположению журналиста, карта была «отформатирована» в фотоаппарате.

ОКТЯБРЬ, 17
Газета «Правда Северо-Запада»
В Архангельске полицейские дознаватели «прессуют» редакцию газеты «Правда Северо-Запада», причём в частных беседах сетуют, что в этом вопросе на них наседает прокуратура. Заявление на общественно-политическое издание написал руководитель аппарата Областной администрации Архангельской области Алексей Андронов. В прошлом инженер-судоремонтник и специалист по снабжению, работавший заместителем ныне губернатора Орлова ещё в калининградском «Автоторе». Г-н Андронов углядел в газете признаки порнографии в иллюстрациях под статьёй, в которой рассказывается, как его шеф (Орлов) награждал знаком отличия сомнительную личность, принимавшую участие в съёмках фильма непристойного содержания. В фотоиллюстрациях газетного формата и соответствующего качества, в которых причинные места «героев» закрыты крупноформатными чёрными кругами (а не размыты, как это обычно делается в печатных публикациях и телевизионных сюжетах), эксперты сумели разглядеть «возрастающие либидо несовершеннолетних». А 17 октября в офисе «Ассоциации молодых журналистов Севера» состоялся обыск. Сотрудники полиции искали порнографию, которую якобы распространяла общественно-политическая газета «Правда Северо-Запада».

ОКТЯБРЬ, 18
Газета «Антиспрут»
Тимашевским межрайонным отделом следственного управления Следственного комитета по Краснодарскому краю расследуется уголовное дело в отношении одного из внештатных корреспондентов газеты «Антиспрут». В следственные органы поступило заявление пенсионера из города Тимашевска, который обвиняет корреспондента газеты в разглашении сведений личного характера. Фабула события, о котором писал корреспондент «Антиспрута», такова. Поссорились два соседа, один из них ударил второго палкой так, что у бедолаги выпал зуб. В экспертном заключении при снятии побоев у пострадавшего были перечислены все имеющиеся у него на тот момент проблемы со здоровьем, как того требует инструкция. В числе проблем со здоровьем был указан и парадантоз. Журналист в своем материале по факту произошедшей драки сослался на заключение медэксперта, предположив, что зуб мог выпасть не от удара палкой, а от парадантоза, которым страдает участник драки. Потерявший зуб участник инцидента счел эти медицинские подробности излишними, не относящимися к сути описываемого события, информацией личного характера, не подлежащей обнародованию, и написал заявление в следственный орган. Следователь Тимашевского межрайонного отдела следственного управления Следственного комитета по Краснодарскому краю, возбудивший производство по данному заявлению, согласился с доводами заявителя, он также усматривает в действиях журналиста уголовно-наказуемое деяние и считает, что дело это имеет судебную перспективу.

ОКТЯБРЬ, 19
Съемочная группа телеканала Lifenews
В Москве руководитель Федерального проекта «Трезвая Россия», член ОП РФ Султан Хамзаев собирается обратиться к главе столичного главка МВД Анатолию Якунину с просьбой взять под личный контроль дело о нападении на журналистов и общественников в одном из ресторанов города. В ходе рейда в ресторане «Сибирь», проводимого С. Хамзаевым, участниками проекта и журналистами телеканала Lifenews, выявили факт продажи несовершеннолетним алкоголя. Такие рейды участники проекта проводят регулярно. Общественники сразу вызвали полицию. Но во время ожидания ее приезда на оператора телеканала Lifenews и Хамзаева напали охранники заведения. В результате стычки оператору разбили камеру, а Хамзаев получил травму руки. По словам руководителя проекта, к моменту прибытия полиции охранник уже скрылся. При этом полицейские, по мнению общественников, вели себя непрофессионально – даже не пытались искать охранника. По итогам рейда было составлено заявление о нападении на члена ОП Султана Хамзаева и журналистов телеканала Lifenews, а также о порче имущества. За продажу алкоголя несовершеннолетнему, что было установлено полицией, ресторан заплатит штраф. Султан Хамзаев готовит обращение на имя главы столичного главка МВД Анатолия Якунина с просьбой взять ситуацию под личный контроль до ее завершения.

ОКТЯБРЬ, 19
СМИ Омска
Омские журналисты препятствуют эффективности работы областного правительства. Чтобы ее повысить, пояснили представителям СМИ в Главном управлении информационной политики, их будут время от времени просить удалиться с его заседаний. С последнего прессу выставили после обсуждения двух вопросов повестки дня из 13, объявив, что далее будут рассматриваться «вопросы безопасности». Но, как выяснили «Коммерческие вести» и «Бизнес-курс», обсуждалось в закрытом режиме вовсе не это, а урезание областного бюджета: в частности, сокращение программы развития физкультуры и спорта более чем на миллиард рублей, подпрограммы регионального Минтруда по содействию занятости населения (на 217 млн. руб.), программ добровольного переселения соотечественников, энергосбережения и реорганизация медучреждений. Помнится, в мае 2011 года сразу после инаугурации глава Омской области Виктор Назаров довольно смело сказал: «Необходимо преодолеть пропасть между властью и населением: люди должны понимать, что управляют не ими, а управляют они». И позже, осваиваясь на новой должности, высказывался в этом духе не раз (к примеру, «чиновники должны помнить, что они - лишь наемные работники населения»), делая упор на прозрачности и открытости власти. Похоже, жизнь подкорректировала эту линию: два с лишним года правления не прошли для Виктора Назарова даром. Местные политологи предрекали, что он со временем станет более «правильным» губернатором, и, к сожалению для журналистов и населения, эти прогнозы оказались верны.

ОКТЯБРЬ, 19, 20
Радиостанция «Эхо Москвы»
Алексей Навальный
намерен обвинить Михаила Лесина в нарушении Конституции РФ. Об этом лидер «Партии Прогресса» сообщил в своем блоге, узнав, что председатель правления «Газпром-Медиа» Лесин пытался запретить к эфиру интервью, которое Навальный дал радиостанции «Эхо Москвы». Помощник главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Леся Рябцева заявила в своем блоге на сайте «Эха» о том, что председатель правления «Газпром-Медиа» Михаил Лесин пытался предотвратить выход в эфир интервью с лидером «Партии Прогресса» Алексеем Навальным. По словам Рябцевой, после того, как они с главным редактором «Эха Москвы» Алексеем Венедиктовым записали интервью с Навальным в его квартире, где тот с февраля 2014 года отбывает срок домашнего ареста, в редакции раздался «звонок свыше». Председатель правления «Газпром-Медиа» Михаил Лесин пригрозил, что если интервью выйдет в эфир, то это повлечет за собой «проблемы». «Запрещаю», говорит. Интервью не ставьте, придумайте причину и валите на меня», - передает Рябцева слова Лесина в своем блоге. Как известно, «Газпром-Медиа» владеет 66% акций радиостанции. Однако интервью с Алексеем Навальным все-таки появилось в эфире 15 октября 2014 года. «Венедиктов и его замы приняли решение интервью ставить. Конечно, перед этим предупредив Михаила Юрьевича, мол, извиняйте. Но не просто же так мы полтора часа с Навальным сидели, про Крым спрашивали, а потом еще три часа по пробкам из Марьино выезжали. Лесин соглашаться с этим не хотел, кричал, вопил, ему кричали в ответ», - сообщается в блоге Рябцевой. 20 октября Алексей Навальный разместил в своем блоге отрывок из сообщения Рябцевой и обвинил Михаила Лесина в цензуре. Оппозиционер приводит выдержки из Конституции РФ, в пятом пункте статьи №29 которой сообщается о том, что в нашей стране «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена». Кроме того, Навальный цитирует закон «О СМИ», в котором понятие «цензура» определяется как требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей». По мнению Навального, Михаил Лесин нарушил закон, пытаясь вмешаться в редакционную политику «Эха Москвы». В связи с этим оппозиционер собирается написать на Лесина заявление в прокуратуру за нарушение Конституции РФ, обратиться в Роскомнадзор по факту нарушения закона «О СМИ», а также требовать у акционеров «Газпром-Медиа» освободить Лесина от занимаемой должности. «Как вы знаете, по условиям домашнего ареста, я не могу отправлять никуда письма/жалобы/обращения. Завтра, на очередном судебном заседании, подам специальное ходатайство, чтобы мне разрешили направить три этих письма. Если не разрешат, то их направят мои представители», - сообщает Навальный о своих намерениях.

ОКТЯБРЬ, 20
Дмитрий Шевченко

Управление МВД РФ по городу Краснодару отказало в возбуждении уголовного дела по факту нападения на пресс-секретаря и заместителя координатора Экологической вахты по Северному Кавказу Дмитрия Шевченко в сквере Дружбы. Факт нападения успела зафиксировать видеокамера до того, как её выбил из рук Шевченко мастер ООО «Экоклин» Анатолий Дымов, руководивший работами в сквере. «Экоклин» регулярно получает подряды на обрезку и вырубку деревьев в краснодарских парках и скверах, а экологи считают своим общественным долгом контролировать, как фирма это делает. На этот раз Дмитрий Шевченко попросил Дымова показать документы, разрешающие проводить работы в сквере Дружбы. Однако мастер повёл себя, мягко говоря, недружелюбно, пригрозив разбить не только видеокамеру, но и вообще «всё на свете». Дымов выбил камеру из рук Шевченко, а в своих объяснениях в полицию написал, что он «только махнул рукой». Дознавателю Управления МВД РФ по городу Краснодару лейтенанту полиции Бабичу эти пояснения показались, видимо, убедительными и он отказал в возбуждении уголовного дела. «В ходе проверки установлено, что если угрозы со стороны Дымова А.И. и высказывались, то только в словесной форме и ничем, кроме как словами, подтверждены не были», - написано в отказе о возбуждении уголовного дела. Письменно гражданин Дымов, действительно, не угрожал Шевченко. Отказ в возбуждении дела утвердил заместитель начальника Управление МВД РФ по городу Краснодару подполковник полиции Казахов. Самого потерпевшего полиция даже не опросила, не были опрошены и сторонние свидетели инцидента. ЭкоВахта собирается обжаловать неправомерный отказ в возбуждении уголовного дела.

ОКТЯБРЬ, 20
СМИ Сахалинской области
Редакции сахалинских СМИ получили письмо из Южно-Сахалинской городской думы. Руководитель аппарата представительного органа областного центра Э. Вещекусова обратила внимание редакторов на необходимость писать наименование этого самого органа с прописной буквы: «Городская Дума». Оба слова с большой буквы. Это не первая попытка местной власти учить журналистов русскому языку. В дайджесте ФЗГ за 9 марта 2010 года мы рассказывали, как пресс-служба губернатора Хорошавина, именуемая управлением информационной политики, диктовала новые правила грамматики. Требовала от подчиненных СМИ писать слова «губернатор» и «правительство» области с большой буквы, даже собирали по этому поводу редакторов на специальные совещания (см. монитор за март 2010 года). За четыре года ничего не изменилось, процесс невежественности даже расширился. Дошел до органов рангом поменьше. Чиновники считают: раз такое написание закреплено в официальных документах, журналисты должны забыть о правилах русского языка и о сложившейся практике, и их не смущает, что даже в «Российской газете» «президент» и «правительство» пишутся с маленькой буквы. «Однако в официальных документах закрепить можно что угодно», - пишет газета «Советский Сахалин». И предполагает, что, возможно, таким образом чиновники пытаются придать властному органу дополнительную значимость. Мол, если буква заглавная, то, стало быть, и роль особая, не рядовая. Мелочь, а вроде как возвышает. Газета ссылается на мнение известных лингвистов: обилие больших букв перестает их делать большими, кроме того, современному языку вообще и газетному языку в частности свойственно стремление к упрощению, поэтому выбор в пользу маленькой буквы – выбор естественный и закономерный. Правописание – совсем не мелочь в отношениях пишущей братии и власти. Стремление невежественных, не обладающих филологическими знаниями людей манипулировать, «нагибая» орфографию – это тоже цензура. Цензура формы. А форма в журналистике неразрывно связана с содержанием.

ОКТЯБРЬ, 20
Евгений Куракин
В ФЗГ поступила информация об уголовном преследовании журналиста газеты «Принципъ» (Московская область) Евгения Куракина. Он занимался расследованиями того, что делала власть в подмосковном Реутове. Под предлогом опроса 28 февраля 2014 года к Евгению Куракину, борющемуся с коррупцией в Реутове, прибыли четверо неустановленных лиц, предположительно, сотрудников Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции, со следователем Юлией Глушковой. Они задержали Евгения Куракина и доставили в наручниках в полицию Реутова. Суд избрал ему меру пресечения в виде ареста. По сообщению партии «ЯБЛОКО», в июле 2014 года в СИЗО города Ногинска в камеру Евгению Куракину был подброшен телефон. После чего Евгения избили и отправили в карцер на 15 суток. Истинными мотивами изоляции Евгения, по словам сотрудника СИЗО С. Акопяна, являлись его многочисленные жалобы на нарушения закона.

ОКТЯБРЬ, 20
Александр Ходзинский
В Иркутской области бывший заммэра города Тулун Геннадий Жигарев освобожден от уголовного наказания за убийство местного журналиста Александра Ходзинского. Областной суд закрыл дело за истечением срока давности. В декабре 2013 года Тулунский городской суд признал Жигарева виновным в убийстве в состоянии аффекта и приговорил чиновника к заключению сроком 1 год 10 месяцев условно. Срок осужденному отбывать не придется, однако по решению суда он должен будет выплатить 1 миллион рублей вдове и 250 тысяч рублей внуку убитого журналиста. В течение года стороны могут подать кассационную жалобу на решение облсуда. В июле 2012 года 57-летний Жигарев приехал на дачу к 74-летнему журналисту Ходзинскому. В завязавшемся конфликте чиновник нанес журналисту множественные колото-резаные ранения груди, от которых тот скончался на месте (см. монитор за июль 2012 года, июль 2013 года, январь, апрель, май 2014 года).

ОКТЯБРЬ, 20
Газета «День»
Градоначальники столицы Удмуртии отказываются публиковать свои постановления, санкционировавшие крупную сделку по покупке списанных в металлолом трамваев из Германии. За последние годы попытки получить информацию от наделенных властью органов и должностных лиц разрешались по-разному. Последняя отписка из администрации Ижевска на запрос редакции газеты «День» вызвала недоумение. Редакционный запрос касался нюансов крупной сделки. Госзаказ на приобретение ведущим предприятием общественного транспорта столицы Удмуртии - «ИжГорЭлектроТранс» - десяти списанных в металлолом берлинских трамваев за 27 млн. рублей, вызвал широкий общественный резонанс. Продавцом трамваев, произведенных еще в Чехословакии в 80-х годах прошлого века, выступил перекупщик из Германии, предприниматель Вильгельм Шок. Подобные сделки по продаже отслуживших свой срок трамваев по завышенной в десятки раз стоимости уроженец Казахстана, «русский немец» г-н Шок уже проворачивал во многих странах бывшего СССР и в некоторых странах Восточной Европы. В ходе журналистской работы над темой выяснилось, что сомнительная сделка руководства МУП «ИжГорЭлетроТранс» с Вильгельмом Шоком была санкционирована постановлениями, изданными главой МО «Город Ижевск» Александром Ушаковым и главой администрации Ижевска Денисом Агашиным. Реквизиты соответствующих постановлений были упомянуты в газетной публикации. Однако их содержание оставалось недоступным, так как данные нормативно-правовые акты ижевских градоначальников не были обнародованы ни в СМИ, ни на официальном сайте муниципального образования город Ижевск. С целью получения текстов нормативно-правовых актов и в соответствии с законодательством в адрес Информационно-аналитического управления главы города Ижевска редакцией было направлено письмо с просьбой предоставить решения, интересующие СМИ и наших читателей. Запрос оформили, как полагается: на бланке редакции, печать, подпись главного редактора… Через семь дней из мэрии пришло уведомление с просьбой дать отсрочку на подготовку ответа. Сослались на широкий фронт работы. И вот 20 октября приходит что-то ни на что не похожее. Мол, мы вправе не предоставлять сведения, если запрашиваемая информация уже опубликована в СМИ или размещена в Интернете. Всё, вроде бы резонно, если бы не одно «но». «Ранее опубликованной информацией», по мнению чиновников, является наша же газетная публикация, где были просто упомянуты реквизиты запрашиваемых документов в контексте, кстати, их сокрытия от общественности. Руководители города Ижевска, видно, не в курсе, что в соответствии с п.13 ст.35 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, должен быть подписан главой муниципального образования и обнародован в течение 10 дней. Более того, согласно п.2. ст. 47 этого же закона, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только (!) после их официального опубликования (обнародования). Кроме того, по принципам надлежащей открытости работы органов власти и прозрачности расходования ими государственных средств (в случае с нашими трамваями к тому же посредством госзакупки) любые изданные ими нормативные акты не могут являться засекреченными.

ОКТЯБРЬ, 21
СМИ Чеченской Республики
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров предложил отключить интернет, чтобы тот не мешал воспитывать молодежь правильно. «Раньше легко нам было работать, когда человек читал проповедь, а сейчас везде есть интернет и молодежь любит слушать проповеди оттуда. Было время, когда я мечтал, чтобы у нас в республике заработал интернет, но сейчас, я за то, чтобы его отключили», - заявил Кадыров. Хотя, по его словам, «это в политическом, экономическом и социальном плане большой минус, но мы перестали бы убивать друг друга». «В каждом доме есть интернет. Любой может взять и послушать проповедь какого-нибудь ваххабита. Даже у меня дома мой ребенок тоже может наткнуться на какую-нибудь проповедь. Поэтому наши имамы работают, в том числе и в соцсетях», - отметил глава республики.

ОКТЯБРЬ, 21
СМИ Москвы
В Московской области представители аэропорта «Внуково» задержали журналистов, пытавшихся с помощью квадрокоптера (компактного беспилотника с видеокамерой) снять место столкновения снегоуборочной машины и самолета Falcon. Название СМИ при этом не уточняется. После того, как остальные журналисты вступились за коллег, инцидент был разрешен. Никого к ответственности привлекать не стали. Сообщается, что до сих пор ни одно официальное лицо к представителям СМИ не вышло, в связи с чем некоторые журналисты уже начали покидать аэропорт.

ОКТЯБРЬ, 21
СМИ Чувашии
Любопытную историю обсуждают в Чебоксарах после визита в Чувашию президента РФ. Владимира Путина в аэропорту встречали глава республики Михаил Игнатьев и полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. Однако на официальных фото пресс-службы фигура Бабича исчезла. Журналисты интернет-издания «Правда ПФО» обратили внимание на тот факт, что на видеокадрах Владимира Путина у трапа самолета встречают два персонажа – Игнатьев и Бабич. А на фото, рекомендованном пресс-службой республиканской администрации местным СМИ к использованию для освещения визита президента, последний куда-то испарился. Сотрудники одной из нижегородских лабораторий провели экспертизу фото встречи и выявили его фальсификацию: в кадре был грубо замазан президентский полпред Михаил Бабич. Интернет-издание «Правда ПФО» направило официальный запрос в администрацию президента РФ с просьбой прокомментировать и дать оценку действиям пресс-службы главы Чувашии. «Правда ПФО» отмечает, что это не первый случай, когда пиарщики Михаила Игнатьева перелицовывают фотолетопись республики.

ОКТЯБРЬ, 21, 23
Радиостанция «Эха Москвы»
Главное управление МЧС РФ по Москве проведет внеплановую проверку редакции «Эхо Москвы». Об этом говорится в распоряжении ведомства, копия которого опубликована на сайте радиостанции. Согласно документу, редакцию «Эха» проверят на предмет соблюдения обязательных правил пожарной безопасности. Проверка начнется 22 октября и продлится 20 дней. Поводом для проверки послужило соответствующее требование столичной прокуратуры. Главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов связал проверку с предложением радиостанции предоставить часть помещений телеканалу «Дождь». Через день решение о внеочереднойпроверке было отменено.


ОКТЯБРЬ, 21
Александр Мучаев
НТВ
Интернет-издание «Ридус»
В Москве возбуждено уголовное дело по факту избиения двух человек, включая журналиста интернет-издания «Ридус», в офисе незарегистрированной оппозиционной партии «ПАРНАС», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на ГУ МВД России по столице. По информации «Ридуса», журналист Александр Мучаев был избит не в офисе партии «Парнас», а перед входом в здание на Пятницкой улице. Вечером здесь проходил премьерный показ ленты под названием «Наша Надежда», посвященной украинской военной летчице Надежде Савченко, подозреваемой в причастности к гибели журналистов ВГТРК на востоке Украины. Как пишет издание, на показ фильма не пустили сотрудников «Ридуса», а также съемочную группу телеканала «НТВ». У офиса «Парнаса» к началу показа собрались сторонники и противники Новороссии. В один из моментов между ними возникла перепалка, зафиксировать которую поспешил присутствующий на мероприятии внешкор «Ридуса». Внезапно на журналиста напал агрессивно настроенный мужчина, он попытался вырвать камеру, а затем стал наносить журналисту удары. Напоследок мужчина распылил газ из баллончика в сторону собравшихся и скрылся. Как утверждает пострадавший корреспондент, мужчина вышел к нему из офиса «ПАРНАСа».

ОКТЯБРЬ, 21
Все СМИ
Руководители трех региональных Союзов журналистов – Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края – собрались 21 октября в Северной столице вместе с коллегами, политиками и общественными деятелями, чтобы обсудить постепенное наступление на свободу слова в стране. Дискуссия получилась весьма оживленная, никто из журналистской братии не скрывал скепсиса по отношению к позиции профессионального сообщества. Точнее, отсутствию этой самой общей позиции. Давление со стороны государства не было бы столь эффективным, если бы работники средств массовой информации были солидарны. Но не только ради посыпания головы пеплом и обвинений в адрес властей собрались журналисты и позвали на встречу политиков и общественных деятелей. Были предложены конкретные шаги по возможному исправлению ситуации. Во-первых, нельзя бездействовать, поэтому Союзы журналистов Москвы, Санкт-Петербурга и Кубани предлагают создать ассоциацию журналистских организаций, которая бы – в отличие от общероссийского Союза журналистов – более эффективно лоббировала позицию на уровне государственных структур. Во-вторых, с помощью дружественных депутатов региональных парламентов (в частности, в петербургском Законодательном собрании) можно вносить инициативы об отмене или изменении репрессивных по отношению к СМИ законов, принятых за последнее время. Более того, три такие поправки уже подготовлены при участии петербургских журналистов депутатами ЗакСа Мариной Шишкиной и Максимом Резником, они прошли правовую экспертизу в парламенте, состоялись также и слушания Комиссии по культуре. В ближайшее время эти поправки будут внесены на голосование, хотя – и тут были единодушны депутаты и журналисты – ожидать их принятия ЗакСом слишком оптимистично. Но бороться надо! В-третьих, журналисты изложили представителям Роскомнадзора, пришедшим на заседание, свои возражения против действий ведомства. Чиновники привычно ответили, что административный регламент предусматривает за ними функцию контроля за деятельностью СМИ, но никак не поддержки. И все же стороны договорились о том, что будут более активно обмениваться информацией.

ОКТЯБРЬ, 21
Телеканал «Дождь»
Независимый телеканал «Дождь» до 15 ноября 2014 года обязали покинуть помещение в бизнес-центре «Красный Октябрь» в Берсеневском переулке Москвы, где он располагался с момента своего основания в 2010 году. В помещениях якобы надо сделать ремонт. Об этом говорится в письме владельцев бизнес-центра, адресованном генеральному директору канала «Дождь» Наталье Синдеевой и датированном 14 октября 2014 года. Арендодатели ссылаются на то, что 16 ноября на третьем этаже, где находится студия телеканала, начнется ремонт. Ранее «Дождь» планировал переехать из офиса в «Красном Октябре» в январе 2015 года. Новый офис должен разместиться в бизнес-центре «Красная роза» на улице Льва Толстого в районе метро «Парк культуры». В настоящее время там проходит ремонт. Таким образом, куда переезжать до 15 ноября, на «Дожде» пока не знают. Требование арендодаталей «Красного Октября» стало для редакции телеканала неожиданностью, сообщила журналистам гендиректор Синдеева.

ОКТЯБРЬ, 22
Лента.Ру
Суд по иску ЗАО «Русская холдинговая компания» к электронному периодическому изданию ООО «Лента.Ру» о защите деловой репутации и взыскании компенсации репутационного вреда в размере 551,6 миллиона рублей прекращен. Такое решение принял Девятый арбитражный апелляционный суд. Причина прекращения производства по делу в определении суда не указана, сообщает РАПСИ. Заявитель в апреле обратился в суд с иском к ООО «Лента.Ру» о защите деловой репутации путем признания несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию истца сведений, размещенных изданием Lenta.ru 15 ноября 2013 года в сети интернет в статье под названием «Задержанный за кредиты на 776 миллионов оказался топ-менеджером «Сибнефти». Также истец просил обязать ответчика в десятидневный срок с момента вынесения и вступления решения суда в законную силу опровергнуть оспариваемые сведения и взыскать компенсацию в размере 551,6 миллиона рублей. Однако арбитражный суд Москвы 31 июля отказал в удовлетворении иска. Истец подал жалобу на это решение в апелляционный суд. По мнению Русской холдинговой компании, ответчик распространил заведомо ложные сведения, порочащие его деловую репутацию, путем размещения фотографии Александра Рязанова в статье под названием «Задержанный за кредиты на 776 миллионов оказался топ-менеджером «Сибнефти». В этой публикации говорилось о задержании топ-менеджера «Сибнефти» Федора Хорошилова. Напомним, что Александр Рязанов является главой совета директоров ЗАО «Русская холдинговая компания», ранее он возглавлял «Сибнефть». Однако арбитраж Москвы пришел к выводу о том, что оспариваемые Русской холдинговой компании сведения не затрагивают каким-либо образом ее деловую репутацию, поскольку информация, размещенная в статье «Задержанный за кредиты на 776 миллионов», не содержит сведений о ней. Кроме того, фотография не содержит информацию о том, что на ней изображен именно Рязанов, отметил суд. В решении суда первой инстанции говорится, что содержание оспариваемой статьи не содержит каких-либо сведений об истце либо о работниках истца, совершивших действия, повлекшие вред деловой репутации истца. Суд отметил, что «как правильно утверждал ответчик, статья, на которую ссылается истец, предваряется заголовком «Задержанный за кредиты на 776 миллионов оказался менеджером «Сибнефти». Указанный заголовок, отметил арбитраж, набран более крупным, полужирным шрифтом, и расположен в верхней части страницы, до текста статьи и до фотографии. Следовательно, спорная информация не только не содержит сведений об истце, но и содержит прямое указание на то, что размещенные в ней сведения относятся к иному лицу, говорится в решении арбитража. Таким образом, достаточных и достоверных доказательств распространения не соответствующих действительности либо порочащих его деловую репутацию сведений в СМИ истец суду не представил. Арбитраж установил, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, а заявленный предмет иска и способ защиты нарушенного права не соответствует основанию иска, обстоятельствам и характеру нарушений его права, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

ОКТЯБРЬ, 22, 31
Екатерина Гулина
Редактор районной газеты «Первомайский вестник» (Алтайский край) Екатерина Гулина получила от главы администрации района Алексея Рубцова уведомление о расторжении контракта. Об этом сегодня в своем Facebook сообщил глава Сибирского сельсовета Первомайского района Олег Боронин. «11 октября в редакторской колонке «Первомайского вестника» под заголовком «У нас хозяин один - наши читатели» Екатерина Гулина открыто поведала о том, что получила два дисциплинарных взыскания за публикацию объективных материалов о паводке в Бобровке, подвергнув сомнению действия Алексея Рубцова. В результате сегодня стало известно, что Екатерина Гулина получила от главы администрации района Алексея Рубцова уведомление о расторжении трудового контракта с 25 ноября 2014 года», - пишет Боронин. Однако после обращения Гулиной в Общероссийский народный фронт власти Первомайского района Алтайского края не стали расторгать контракт с редактором. «Мне удалось встретиться с главой района Алексеем Рубцовым. Мы нашли общий язык. Поэтому пока буду работать в должности редактора газеты», – сообщила Екатерина Гулина.

ОКТЯБРЬ, 22
Съемочная группа телеканала РЕН ТВ
В Саратове совершено нападение на сотрудников телеканала РЕН ТВ. Журналистов избили участники ДТП на улице Аэропортовая. На Соколовой горе в Волжском районе города образовалась большая пробка из-за столкновения «Лады Приоры» и «Хундай Солярис». Отечественная легковушка, по свидетельству очевидцев, на повороте к ГИБДД не пропустила иномарку, которая врезалась ей в бок. Неадекватное поведение продемонстрировали водитель «Приоры» и его пассажиры, которые начали бросаться на журналистов. От них исходил запах алкоголя, так что, вероятно, водитель управлял машиной в нетрезвом состоянии. «Участники ДТП, напавшие на съемочную группу телеканала РЕН ТВ задержаны», - сообщает «ЧП-Саратов». Как пояснили Saratovnews в пресс-службе ГУ МВД по региону, с заявлением о нападении в полицию обратился оператор данного телеканала. В итоге был задержан ранее неоднократно судимый за незаконный оборот наркотиков и разбой 36-летний житель Заводского района Саратова. Проводится проверка.

ОКТЯБРЬ, 22
Илья Азовский
По факту нападения на главного редактора «Эха русского Севера» Илью Азовского, спустя более чем полгода, возбуждено уголовное дело. Об этом в официальном ответе на официальный запрос сообщило Следственное Управление УМВД РФ по Архангельской области, притом, без указания даты возбуждения уголовного дела. В апреле на главного редактора «ЭС» Илью Азовского и на его заместителя Олега Плахина напал бандит, притом, не простой, а политически подкованный. И напал с серьезными угрозами, мол, не трогайте жену человека, фамилия которого Орлов, не трогайте ее бизнес, не лезьте в ее дела. Иначе нападение будет весомей. Произошло это прямо под камерами игрового клуба и суши бара. Что, казалось бы, может быть проще, чем после заявления в полицию изъять видеозапись и приложить все усилия по поимке наглеца? Но, увы, прошло полгода, и ни слуху, ни духу. И вот, спустя более чем полгода, приходит ответ на запрос из Следственного управления регионального УМВД, в котором говорится, что по факту нападения, совершенного в апреле, возбуждено уголовное дело, но не указывается дата, когда оно возбуждено. Кажется очевидным, что возбуждение уголовного дела спустя столь продолжительное время преследует только одни цели – просто закрыть дело за отсутствием улик и доказательств, или попросту отложить его в «долгий ящик», чтобы расследование затянулось на долгие годы. Такова реальность. А ведь очевидно, что нападение было заказным.

ОКТЯБРЬ, 22
Дмитрий Флорин
Под окнами столичной мэрии на Тверской проходил пикет граждан, протестующих против начала уплотнительной застройки по адресу Дмитровский проезд, владение 4. Акцию освещал журналист Дмитрий Флорин. Когда одна из протестующих расположилась с плакатом в руках у центрального входа в мэрию, к производившему фотосъемку журналисту подошли сотрудники полиции и стали требовать прекратить съемку. Свои требования один из полицейских объяснил тем, что, якобы, на съемку здания мэрии необходимо особое разрешение. Полицейский также объяснял Дмитрию Флорину, что в здание мэрии сейчас приехала болгарская делегация, снимать ее тем более нельзя, так как журналист мог «задумать что-то плохое». В завершение «беседы» полицейский предупредил журналиста об ответственности за невыполнение требований сотрудника полиции. «Успокоить» полицию Флорин смог только при поддержке подошедшего на выручку председателя партии «ЯБЛОКА» Сергея Митрохина, присутствовавшего на акции. Вместе с Митрохиным журналист стал требовать от полиции предъявить бумаги, в которых были бы прописаны требования о запрете съемки здания мэрии со стороны Тверской улицы. После недолгих пререканий с полицией Дмитрий Флорин включил камеру и потребовал от полицейских объяснить происходящее. Вместо объяснений полицейские уткнули лица в воротники и отошли в сторону. Больше они журналиста не беспокоили. На следующий день после акции у мэрии Флорину позвонил человек, представившийся Евгением Лошаком, который заявил, что в фоторепортаже журналиста на сайте «ЯБЛОКА» есть фотография, на которой изображена гражданская активистка Алена Попова. По словам Лошака, якобы Попова стояла под мэрией с плакатом в рамках другой акции - против «дикой» эвакуации машин в столице, в связи с чем он требует снять с сайта фотографию с ее изображением. По словам Флорина, если бы его попросили по-человечески, фотографию он бы из репортажа убрал, но в связи с тем, что обращение к нему неизвестного человека по не совсем понятной причине носило довольно «категоричный и хамоватый характер», снимать какие-либо фото спустя сутки после его публикации журналист теперь не намерен. Звонивший Дмитрию Флорину пригрозил обращением в суд, на что журналист ответил, что Попова находилась в общественном месте, принимала участие в массовом мероприятии общественно-значимого характера, а Флорин выполнял свои профессиональные обязанности в рамках закона РФ «О СМИ», в связи с чем никаких изменений в репортаже, тем более после обращений в такой форме, он производить не будет, и что он готов к участию в судебном процессе.

ОКТЯБРЬ, 23
Сайт «URA.Ru»
Исполняющий обязанности вице-мэра Чебаркуля (Челябинская область) Алексей Сафонов подал в суд на сайт «URA.Ru». Чиновник требует за свои нравственные страдания и опороченные журналистами честь, достоинство и «заработанную годами деловую репутацию» 1 миллион рублей. Сафонову не понравилось интервью, которое корреспондент сайта URA.Ru взял у жителя города Чебаркуля Александра Кузнецова, который по иску идет соответчиком. Чиновник считает, что «URA.Ru» и Александр Кузнецов подорвали его авторитет «в глазах сотрудников администрации Чебаркульского городского округа, жителей Челябинской области, что, в свою очередь, является фактором, существенно затрудняющим дальнейшее осуществление» его «профессиональной деятельности», которую чиновник «так ценит и которой дорожит». В интервью житель города нелицеприятно высказывается о Сафонове, о мэре Чебаркуля, и о городских властях в целом. Причина - поставили город на грань коммунального краха. У журналистов оценочное мнение жителя записано на диктофон, и чебаркулец готов подтвердить свое мнение в суде. Деловая репутация Сафонова, которую он сам ценит так дорого, между тем сложилась из трех судимостей этого чиновника, объяснили позднее журналисты. В марте 1992 года он был осужден по статье 158 УК РСФР («Кража»). Свою вину Сафонов тогда признал полностью, получил год исправительных работ. В 1998 году Алексей Сафонов вновь предстал перед судом. В материалах суда речь шла о том, что Сафонов и его друг, угрожая физической расправой, открыто похитили автомобиль кредитора и забрали документы на машину. Сафонову удалось почти уйти от ответственности, попал под амнистию. В 2006 году, будучи уже руководителем УК «Альтернатива», Сафонов был осужден Миасским городским судом за сокрытие налогов на сумму более 4 млн рублей, и приговорен к лишению свободы на 1 год с отбытием наказания в колонии-поселении. И этот человек, тем не менее, был приглашен на работу в администрацию Чебаркуля. Прокуратура пыталась уволить его, но мэр Чебаркуля Андрей Орлов уволил Сафонова сам, но тут же принял его обратно в статусе «исполняющего обязанности», на должность вице-мэра. За последние полтора месяца в отношении Сафонова были возбуждены два уголовных дела по факту получения им взяток, одной - в размере 700 тысяч рублей, и другой -на сумму в 3,5 млн рублей. Сафонова задержали и намеревались определить в СИЗО, однако он вышел оттуда под залог в один миллион рублей. И вот теперь, после трех (!) судимостей и новых обвинений во взяточничестве чиновник не стесняется писать в суд об опороченной деловой репутации и т.д. Видимо, предполагает «отбить» потраченный в качестве залога миллион. Других объяснений просто нет.

ОКТЯБРЬ, 23
Телеканал Россия
Аркадий Мамонтов
Савеловский районный суд Москвы отклонил иск предпринимателя Сергея Полонского к ФГУП ГТК «Телеканал Россия» и журналисту Аркадию Мамонтову об опровержении сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, якобы содержавшихся в телепередачах «Специальный корреспондент: в бегах» и «Специальный корреспондент: период полураспада». Обе программы вышли в 2013 году. «Период полураспада» целиком посвящен Полонскому. В передаче «В бегах» рассказывается о коммерсантах, покинувших Россию в связи с преследованием, и в ней Полонский – один из нескольких героев. В эфире были совмещены репортажи корреспондента Александра Рогаткина и прямое включение с телеведущим Аркадием Мамонтовым, в котором заданная тема обсуждается приглашенными гостями. Представитель Полонского указал в иске конкретные цитаты из передачи, которые его доверитель считает очерняющими. Ни одна из этих фраз в судебном заседании не прозвучала. Однако из слов представителя истца можно сделать вывод, что сторона недовольна оценкой действий Полонского и считает ее необоснованно негативной. В частности, было отмечено, что по уголовному делу «Кутузовской мили» – инвестпроекта Полонского, тот (на момент выхода передачи в эфир) проходил в качестве свидетеля, тогда как в передаче делались заявления, что он «что-то украл, и так далее» (см. монитор за март 2014 года). При этом представитель истца настаивал на проведении лингвистической экспертизы для оценки тех или иных высказываний. Юрист со стороны «Телеканала Россия» сказала, что по существу истец не оспаривает факты, приведенные в репортажах. Порочащими сведениями он называет мнения различных участников ток-шоу, которые не могут быть ни проверены на соответствие действительности, ни опровергнуты. Кроме того, представитель телеканала отметила, что профессиональной экспертизы по делу не требуется, поскольку участники процесса сами могут оценить, нарушают ли высказывания закон. Судья Борис Удов согласился с доводами ответчика и отказал истцу в удовлетворении исковых требований. Судья выразил непонимание того, какие именно элементы реплик истец считает порочащим, и подчеркнул, что суждения высказывались в передаче в рамках широкой общественной дискуссии. Представитель истца не согласен ни с решением, ни с отказом в ходатайстве о проведении лингвистической экспертизы. Будет ли обжаловаться решение, пока неизвестно.

ОКТЯБРЬ, 23
Райма Саряева
В ФЗГ обратилась журналист газеты «Степная мозаика» (Элиста) Райма Саряева. Она сообщила: «Сегодня нас не пустили в здание мэрии Элисты, где назначено заседание Элистинского Городского собрания. Еще вчера мы опубликовали статью, в которой описано, как менее месяца назад, нас не пускали в здание мэрии. А ранее нас не пускали на первую сессию нового состава Народного хурала (парламента). Мы пришли сегодня на заседание ЭГС с коллегой из нашей же газеты, Игорем Чичиновым. На стойке возле турникета лежал список якобы приглашенных журналистов. Попросила его сфотографировать список, его немедленно убрали, и мне его уже не давали, невзирая на мои просьбы. Когда коллега стал фотографировать четырех мужчин в костюмах, представившихся сантехниками, один из них, который назвался «гражданином Российской Федерации», со словами «прекратите снимать, удалите снимки!» пытался выхватить фотоаппарат из рук журналиста. Я тоже сделала пару снимков сидящих на диване «сантехников». Спросила еще: Ваша работа заключается в сидении на диване? Один из них сказал, что они следят за безопасностью. В четверке мужчин в костюмах мы узнали одного: упоминали его в одном из материалов, это Денис Бембеев, назвавшийся ранее главспецом общего отдела аппарата ЭГС. Когда я попросила его подойти к турникету и объяснить, на каком основании он не пропускает нас на заседание ЭГС, он ретировался.

ОКТЯБРЬ, 24
НТВ
Пресненский суд Москвы отклонил иск дизайнера Артемия Лебедева к НТВ о защите чести и достоинства. Лебедев хотел взыскать с канала компенсацию в размере двух копеек. Поводом для судебного спора послужил сюжет телекомпании, где утверждалось, что истец якобы назвал ветеранов Великой Отечественной войны «трусами». Репортаж явился реакцией на публикацию в личном блоге Лебедева в «Живом Журнале» статьи «Город-трус», где он критически высказался о памятнике воинам в Бресте. В иске Лебедев просил публично опровергнуть распространенную о нем информацию и выплатить две копейки компенсации (см. монитор за сентябрь 2014 года).

ОКТЯБРЬ, 24
Лев Шлосберга
Генеральная прокуратура Российской Федерации поручила прокурору Псковской области организовать проверку хода расследования уголовного дела о нападении на редактора газеты «Псковская губерния», лидера регионального отделения партии «Яблоко» Льва Шлосберга и проинформировать о результатах Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Как отмечается на сайте Совета, глава СПЧ Михаил Федотов с просьбой об этом обращался 1 сентября, после того, как СМИ сообщили о нападении на Льва Шлосберга. «Есть основания полагать, что данное нападение может быть связано с журналистской и общественной деятельностью Л. М. Шлосберга, а если так, то налицо тяжкое (ч. 3 ст. 144 УК РФ), или даже особо тяжкое преступление (ст. 277 УК РФ)», – говорилось в обращении Совета. Шлосберга избили в ночь на 30 августа, после того, как в его газете было опубликовано расследование о гибели десантников, предположительно, на территории конфликта на юго-востоке Украины (см. монитор за август 2014 года).

ОКТЯБРЬ, 25
Портал «ОмскПраво»
Управлению Роскомнадзора» по Омской области так и не удалось доказать в суде, что портал «ОмскПраво» незаконно распространял конфиденциальную информацию. Ведомство пыталось привлечь к административной ответственности учредителя издания Александра Грасса за публикацию его же статьи о детях-сиротах, родной дядя которых на тот момент обвинялся следственным управлением СКР в совершении в отношении них тяжкого преступления (см. монитор за август 2014 года). Их имена и фамилии в тексте были упомянуты с ведома и согласия родственников (родной их тети и ее матери). Никаких оснований у обвинения, утверждало «ОмскПраво», не было, что в ходе дальнейшего следствия нашло подтверждение: обвиняемый признан невиновным – все, что ему вменялось, основывалось на словах дедушки «потерпевших», имевшего в этом деле свой интерес: в течение 6 лет он, числясь опекуном, получал средства, выделяемые на сирот государством. Не разобравшись в ситуации, Роскомнадзор вынес омскому правовому порталу предупреждение и возбудил административное дело в отношении автора - издателя, который, по мнению надзирателей за информационным пространством, нарушил часть 6 статьи 4 Закона о СМИ, где сказано, что «редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах информацию о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, позволяющую установить их личности». Однако тут же и уточняется: исключение составляют «случаи, когда распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего». Мировой суд признал, что публикация на «ОмскПраве» преследовала именно такую цель – вернуть детей из казенного учреждения, куда они попали по недоразумению, в их семью и отменил постановление об административном правонарушении. Надзорный орган, однако, не смирился с поражением и подал апелляционную жалобу в Центральный районный суд. На днях он ее рассмотрел и оставил без удовлетворения. Решение вступило в законную силу. Теперь юристы правового портала имеют все основания для оспаривания вынесенного Роскомнадзором предупреждения.

ОКТЯБРЬ, 26
Татьяна Седых
После моего обращения к президенту РФ на пресс-конференции в декабре 2013 года против меня была организована целенаправленная информационная травля. Причем, инициаторы этой травли нанесли удар в спину - речь идет о намеренных оскорблениях, издевательстве относительно меня, как человека, находящегося на инвалидности. Инициативной группой сторонников тех чиновников из правоохранительных органов и правительства Хабаровского края, о нарушениях в деятельности которых я говорила на пресс-конференции, был создан специальный сайт. На нем велось обсуждение моего обращения к президенту, моего поведения и моей деятельности, как журналиста, с нарушением всех общечеловеческих законов этики, в оскорбительной форме, высмеиванием в стиле «черного юмора» моей инвалидности. Были размещены мои фотографии с издевательскими подписями под ними. Моему поведению был дан анализ «психиатром». Всё это сделано анонимами. Я обратилась с заявлением в отдел «К» УМВД Хабаровского края с требованием установить личности этих негодяев, чтобы я могла подать на них в суд, но прошло несколько месяцев, а ответ из отдела «К» я так и не получила. Зато из прокуратуры Хабаровского края написали следующее: «Установлено, что Управлением ФСБ России по Хабаровскому краю проведен анализ поступивших материалов по вашему обращению о распространении в сети Интернет в отношении вас клеветнической и оскорбляющей информации. Анализ материалов указывает, что хостинг Интернет-сайта осуществляется из города Москвы, домен зарегистрирован на физическое лицо. Установить лиц, осуществляющих обслуживание и наполнение указанного Интернет-ресурса, без проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий не представляется возможным. Вместе с тем, в соответствии со ст.7 ФЗ от 12.08.2014 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оснований для проведения органами безопасности оперативно-розыскных мероприятий не имеется». Несмотря на откровенную волокиту в рассмотрении моего заявления и нежелание придавать огласке имена нарушителей закона, я по-прежнему намерена настаивать на оперативно-розыскных действиях. И делаю я это не только ради отстаивания своей чести и достоинства, а чтобы наказать тех, кто в моем лице, фактически издевается над всеми инвалидами - людьми с ограниченными возможностями здоровья, для которых каждый день - это борьба за возможность полноценно жить, вопреки всем трудностям и преградам.

ОКТЯБРЬ, 27
Съемочная группа ТРК «Ариг Ус»
Депутат горсовета Улан-Удэ заплатит 100 тысяч рублей за нападение на журналистов - Александр Барданов проиграл суд местной телекомпании. Инцидент произошел летом 2012 года. Сотрудники телекомпании «Ариг Ус» снимали сюжет по жалобе жителей улицы Пионерская. По непонятным причинам на просьбу дать журналистам комментарий неоднозначно отреагировал председатель комитета по правопорядку и законности Улан-Удэнского горсовета. «Он начал хватать оператора, наносить удары по видеокамере и негативно отзываться в адрес сотрудников», - рассказывает Елена Лошманова, юрисконсульт. Позже действующий депутат горсовета попытался оправдать свои действия. «Было реальное видео, но вопрос-то в другом был. Мы не обращаем на эти вещи, которые… они… вещи, которые не идут в разрез с нормальным руслом», - сказал Александр Барданов. Телекомпания обратилась с соответствующим иском в Октябрьский районный суд. Ущерб оценили в 100 тысяч рублей. Суд исследовал предоставленные доказательства и пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, сообщает ТРК «Ариг Ус».

ОКТЯБРЬ, 28
Александр Крутов
В ФЗГ из Главного управления МВД РФ по Саратовской области поступило письмо, подписанное исполняющим обязанности начальника И. Филичкиным. В документе говорится: «Сообщаю, что по Вашему обращеню сотрудниками УУР ГУ МВД России по Саратовской области проведена проверка. По факту причинения телесных повреждений гражданину Крутову А. Н. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 статьи 116 УК РФ. Данное преступление стоит на контроле у руководства ГУ МВД России по Саратовской области. В настоящее время проводятся оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление лиц, причастных к совершению данного преступления». Напомним, что после покушения на Александра Крутова 26 августа 2014 года, когда двое неизвестных избили журналиста металлическим прутом и деревянной битой, ФЗГ обратился к правоохранителям Саратова с требованием расследовать преступление и установить не только имена исполнителей, но и тех, кто их послал (см. монитор за август 2014 года).

ОКТЯБРЬ, 28
Сайт «Каспаров.ру»
Московский городской суд отклонил жалобу портала «Каспаров.ру» на решение суда первой инстанции, который признал законными действия Роскомнадзора по блокированию сайта и внесению его в реестр запрещенной информации по требованию Генпрокуратуры РФ. «Мосгорсуд отклонил нашу жалобу на решение Хамовнического суда. Мы будем оспаривать это решение в кассации», - заявил представитель интернет-ресурса, юрист ассоциации «Агора» Дамир Гайнутдинов. Как сообщил защитник, мотивировка решения апелляционной инстанции пока неизвестна, так как на заседании была зачитана только резолютивная часть постановления. Гайнутдинов добавил, что готовит «целый букет жалоб» - в Европейский суд по правам человека, а также в российский Конституционный суд, в котором будет обжалована статья 15.3 закона «Об информации». «По нашему мнению, эта статья нарушает гарантированную Конституцией свободу слова. Чтобы узнать, в чем состоят претензии Роскомнадзора, вызвавшие блокировку, нам пришлось обращаться в суд, что, по нашему мнению, незаконно», - передает «Интерфакс» слова Гайнутдинова. Напомним, 13 марта Роскомнадзор заблокировал сайты Grani.ru, Kasparov.ru, интернет-издания «Ежедневный журнал» и ЖЖ оппозиционера Алексея Навального. 6 августа Хамовнический суд Москвы признал законной действия Роскомнадзора, заблокировавшего сайт «Каспаров.ру» и внесшего его в реестр запрещенной информации (см. монитор за март, август 2014 года). Поводом для блокировки ресурса, как сообщил представитель Генпрокуратуры в суде, стала публикация «В Крыму будет национализирована собственность», которая вместе с иллюстрирующей фотографией «позволяет квалифицировать информацию как запрещенную законодательством».

ОКТЯБРЬ, 28
Все СМИ
ЦИК России предложил ограничить доступ представителей СМИ на избирательные участки. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на заявление члена Центризбиркома Майи Гришиной. Как пояснила Гришина, нынешнее законодательство фактически не делает различий между штатным журналистом и, например, практикантом, получившим редакционное задание. Таким образом, попасть на участки может кто угодно, что, по мнению представителя ЦИК, дискредитирует выборы. По ее словам, некоторые СМИ подчас направляют «сотни так называемых корреспондентов на избирательные участки». Гришина предложила допускать на участки лишь «штатников» или сотрудников, работающих по гражданскому договору. Эту инициативу поддержал председатель ЦИК Владимир Чуров.

ОКТЯБРЬ, 28
Анна Шароградская
В Санкт-Петербурге глава Института региональной прессы Анна Шароградская подала в суд на Пулковскую таможню с требованием вернуть ей изъятые вещи. Этим летом руководителя петербургского НКО, летевшую читать лекции в США, силовики заподозрили в вывозе запрещенных документов. 5 июня за 20 минут до вылета Анна Аркадьевна была вызвана по громкой связи в «помещение без опознавательных знаков», где от нее потребовали предъявить еще раз содержимое сумок, затем изъяли ноутбук, айпад с личными фотографиями и перепиской, 11 карт памяти. Инцидент продлился 7 часов, Шароградская, чей самолет давно улетел, требовала или вернуть ей вещи, или объяснить, на каком основании у нее отобрали личные вещи (см. монитор за июнь 2014 года). Ни то, ни другое сделано не было, после чего за ней в аэропорт приехал сын. На следующий день Шароградская улетела в США – авиакомпания «Finnair» пошла на встречу и выдала билет повторно. От правоохранителей Шароградская до сих не получила никаких объяснений, административного производства в отношении нее не возбуждалось, однако спустя пять месяцев вся ее техника по-прежнему в руках силовиков. Шароградская обратилась в Московский районный суд с жалобой на «неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления». По словам адвоката Шароградской Евгения Смирнова, за прошедшее время представители таможенной службы ни разу не выходили на связь, сообщает «Новая газета» в Санкт-Петербурге. «При изъятии техники был составлен акт проб и образцов. Он составляется для проведения экспертизы. Срок ее проведения один месяц, однако о ее результатах нам не сообщили – полная тишина», - рассказал защитник. Одной из ключевых целей иска является желание выяснить, на какой стадии находится экспертиза и дело (если оно было возбуждено): «Пока получается, что забрали вещи и ни слуху, ни духу». «Мы просим признать незаконным сам факт изъятия этих вещей. И требуем их вернуть», - добавил Смирнов. Материальных требований Шароградская не выдвигает – лишь просит взыскать госпошлину в размере 200 рублей, которую она оплатила. Анна Аркадьевна настаивает на том, что действия таможни незаконны и полагает, что таможенники выполняли заказ российских спецслужб. Следует отметить, что в сентябре 2014 года в Институт региональной прессы пожаловал представитель Минюста с внеплановой проверкой (и это при том, что еще не завершена прокурорская проверка).

ОКТЯБРЬ, 28
Газета «Известия»
Александр Проханов
Заседание по иску Андрея Макаревича к газете «Известия» и Александру Проханову состоится в Савеловском суде Москвы 30 ноября. Музыкант требует дать опровержение утверждению, что он давал концерт перед украинскими войсками. «Суд принял к производству иск о защите чести, достоинства и деловой репутации Макаревича и компенсации морального вреда в размере миллиона рублей. Ответчиками заявлены газета «Известия», ее сайт, а также журналист Александр Проханов», - сказала представитель суда. Поводом для иска послужила статья, опубликованная 18 августа этого года. «В публикации утверждается, что Макаревич дал концерт в Славянске в украинской воинской части, однако истец отмечает, что на самом деле он выступил в лагере беженцев в городе Святогорск», - уточнили в суде. Макаревич просит суд обязать ответчиков опубликовать опровержение, компенсировать моральный вред, а также взыскать судебные расходы. Как рассказал пресс-секретарь музыканта Антон Чернин, Макаревич в случае победы в судебном процессе перечислит отсуженные деньги детям-беженцам, пострадавшим от военных действий на Украине.

ОКТЯБРЬ, 28
Все СМИ
Комитет по защите журналистов опубликовал доклад о нераскрытых убийствах сотрудников СМИ. Публикация доклада приурочена к первому официально объявленному ООН Международному дню прекращения безнаказанности за преступления против журналистов, который отмечается 2 ноября. «Несмотря на растущее международное внимание к убийствам журналистов, правительства оказались неспособны предпринять существенные шаги для снижения высокого уровня преднамеренных убийств и безнаказанности преступников», – цитирует РИА Новости заявление комитета. В докладе «Дорога к правосудию: вырваться из круга безнаказанности по убийствам журналистов» отмечается, что за последние десять лет 370 журналистов были убиты в непосредственной связи с их профессиональной деятельностью. Большинство из них были местными журналистами, освещавшими темы коррупции, преступности, прав человека, политики и войн. В 90% случаев наблюдается полная безнаказанность: никому из преступников обвинительный приговор до сих пор не вынесен. В связи с этим комитет по защите журналистов призвал национальные правительства и политических лидеров осудить все формы насилия в отношении журналистов и предложил подразделениям ООН и региональным межправительственным органам предпринять конкретные шаги к привлечению государств-членов к ответственности за невыполнение взятых ими обязательств по борьбе с безнаказанностью.

ОКТЯБРЬ, 28
«Новая газета»
Никита Гирин
Иск московских судей к «Новой газете» из-за публикаций о плагиате в их диссертациях направлен на новое рассмотрение. Такое решение принял Верховный суд РФ. «Решение Басманного суда Москвы о взыскании 410 тысяч рублей с «Новой газеты» и ее корреспондента Никиты Гирина сегодня отменено, дело направлено на новое рассмотрение, но в другой суд - Химкинский городской суд Подмосковья», - уточнила представитель суда. По словам руководителя юрслужбы газеты Ярослава Кожеурова, Верховный суд счел некорректным, что столичные судьи защищают свою честь и достоинства в Москве у своих же коллег, сообщает РАПСИ. В иске речь шла о публикации по материалам сетевого проекта «Диссернет», участники которого сообщали, что обнаружили в диссертации судьи Дмитрия Гордеюка заимствования из работы его научного руководителя Юрия Беспалова (см. монитор за ноябрь, декабрь 2913 года). Аналогичный иск судьи подали к журналу The New Times и отсудили у него 1 миллион 100 тысяч рублей, но впоследствии Мосгорсуд снизил размер компенсации до 240 тысяч рублей.

ОКТЯБРЬ, 29
СМИ Ноябрьска
Глава администрации Ноябрьска (Ямало-Ненецкий автономный округ) Жанна Белоцкая запретила сотрудникам мэрии критиковать свою работу. Соответствующие поправки Белоцкая внесла в кодекс этики муниципальных служащих Ноябрьска, находясь в статусе врио. Ранее кодекс предписывал чиновникам воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок деятельности администрации, если это не входит в должностные обязанности муниципального служащего. Сейчас этот пункт кодекса будет изложен в более жесткой редакции. Жанна Белоцкая предписала своим сотрудникам воздерживаться и от комментариев в СМИ, в том числе в Интернете, если такие высказывания могут «нанести ущерб репутации муниципального служащего или авторитету администрации города». Кроме того, кодекс этики рекомендует «сдержанно и корректно» относиться к публичной критике в адрес администрации и лично Белоцкой. Благодаря поправке, глава администрации не увидит нелестных отзывов о своем переназначении со стороны подчиненных. Муниципальные служащие не смогут, не нарушив кодекс, высказаться и о поведении Белоцкой во время расследования ДТП с участием сына Александра, или прокомментировать скандал вокруг чиновника мэрии Александра Горбаня. По кодексу, все это наносит «ущерб репутации администрации» и «не входит в должностные обязанности» сотрудников. Отметим, что администрация и дума Ноябрьска могут претендовать на титул самых закрытых для СМИ властных учреждений на Ямале. Так, журналистам отказывали в предоставлении информации о кандидатах на пост главы администрации Ноябрьска, а депутаты ввели обязательную аккредитацию для журналистов в городском парламенте.

ОКТЯБРЬ, 29
Александр Толмачев
Девять лет лишения свободы – такой приговор вынес Кущевский районный суд донскому журналисту и издателю Александру Толмачеву. Именно столько прокуратура и требовала назначить обвиняемому в вымогательствах Толмачеву.

Приговор в законную силу не вступил. Напомним, издателя газеты «Уполномочен заявить» и журнала «Про Ростов», а также главного редактора «Новочеркасских ведомостей» задержали 20 декабря 2011 года в Ростове. Как сообщалось ранее, в этот же день в отношении него и двух бизнесменов возбудили уголовное дело по статье «Вымогательство». По материалам дела, Толмачев и соучредители акционерного общества вымогали у бизнесмена один миллион рублей, угрожая опубликовать в СМИ компромат на него и его сына, сотрудника полиции Новочеркасска (Ростовская область). Позже с заявлениями на Толмачева об аналогичных случаях обратились еще несколько человек. По решению суда издателя заключили под стражу. Дело рассматривалось в Кущевском районном суде Краснодарского края. Таким образом, защита Толмачева пыталась добиться объективного разбирательства, так как журналист неоднократно писал критические статьи о судебной системе донского региона. Сам Александр Толмачев и его защита заявляют о том, что дело сфабриковано высокопоставленными героями критических статей журналиста. Пытаясь добиться объективного разбирательства, адвокаты заявили ходатайство о том, чтобы дело рассматривали за пределами Ростовской области, поскольку объектом внимания Толмачева была судебная система региона. В итоге процесс перенесли в Кущевский районный суд (см. монитор за декабрь 2011 года, август 2012 года, август 2013 года, январь, март, август 2014 года).

ОКТЯБРЬ, 29
Анна Степанова

В Нижнем Новгороде состоится заседание суда по заявлению корреспондента газеты «Гражданский голос», которую удалили с избирательного участка 14 сентября как «иностранного агента». Анна Степанова, координирующая работу «Голоса» в регионе, была удалена из помещения Южной территориальной избирательной комиссии Автозаводского района. Журналистов газеты массово удаляли с избирательных участков в единый день голосования, объясняя это тем, что СМИ, которое они представляют, якобы является «иностранным агентом». Таким образом чиновники нейтрализовали неудобных наблюдателей, которые могли зафиксировать фальсификации на выборах.

ОКТЯБРЬ, 29
Онлайн-издание Йод
Вечером московская полиция задержала участников митинга рядом со зданием мэрии. Онлайн-издание Йод сообщило, что в акции принимали участие около 40 человек. Большинство из них - педагоги и врачи, оставшиеся без обещанного жилья. По данным ОВД-Инфо, семь человек были задержаны. Ненадолго был задержан и корреспондент издания Йод. Позже стало известно, что все задержанные были отпущены из Тверского ОВД без обвинений в правонарушении. Сотрудники правоохранительных органов составили административные протоколы и провели разъяснительные беседы.

ОКТЯБРЬ, 29
Телепрограмма «День»
Как сообщила в своем блоге на БНК главный редактор телепрограммы «День» (Ухта, Республика Коми) Наталия Крутских, в офисе телеканала проходит обыск. «Только что я попыталась попасть в редакцию. На удивление, дверь мне открыл молодой человек, который представился Павловым Павлом Павловичем, сотрудником УФСБ РФ по РК, и сообщил, что пустить в редакцию он меня не может, так как в помещении проводятся следственные действия. Вот так. Я еще и сделать ничего не успела, а уже обыск! Чего же вы так боитесь, господа?», - написала в своем блоге Крутских. После того как Наталия Крутских призвала бороться с правоохранительным «беспределом», к ней в офис нагрянули с обыском, изъяли все ноутбуки. Напомним, сегодня член Общественной палаты Коми, главный редактор ухтинской телепрограммы «День» Наталия Крутских через свой блог на БНК призвала юристов, общественников, а также всех, кто пострадал от действий правоохранительных органов, войти в республиканский штаб «Правозащита».

ОКТЯБРЬ, 30
Оксана Труфанова
Тюремно-колониальное начальство, ГУФСИН Челябинской области, решило измотать судебным преследованием члена Общественной наблюдательной комиссии Челябинской области, правозащитника и журналиста Оксану Труфанову. Ту самую женщину, которая в ночь акции неповиновения заключенных, протеста против пыток и вымогательства в ИК-6, стояла у стен этой самой колонии, наблюдая за процессом «усмирения бунта» и пытаясь помочь людям за решеткой отстоять свои права. Ту самую, которая весь судебный процесс негодует по поводу попыток системы вывести экс-начальника ИК-6 Д. Механова из-под ответственности. Понятно, что это изрядно надоело ФСИН и юристы ведомства, поразмыслив и что-то поправив после замечания судьи, подали в отношении Труфановой иск о защите деловой репутации. Повестка пришла из Ленинского районного суда города Челябинска. Судья А. Гервасьев требует, согласно статьям 56-57 ГПК РФ, чтобы обе стороны (особенно истец) запаслись доказательствами. «Иск подан от имени администрации ФКУ ИК-1 города Копейска, в которой труд заключенных я считаю рабским, а условия в камерах ЕПКТ пыточными, - заявила Оксана. - Это мое личное оценочное мнение, на которое я имею полное право. Содержание иска мне неизвестно. Прошу поддержки у СМИ, и требую объяснений от ФСИН, на каком основании на члена ОНК могут подать в суд по защите деловой репутации, если члены ОНК всегда проверяют колонии вдвоем? И почему только я обидела их репутацию? Это что, предвзятость, месть?».

ОКТЯБРЬ, 30
Газета «Коммерсант»
Арбитражный суд Москвы не стал взыскивать с ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» и ОАО «Сбербанк России» 800 миллионов рублей в качестве компенсации за репутационный вред. Иск с соответствующим требованием подало ООО «Промтранс». В заявлении компания также просила опровергнуть не соответствующие действительности и порочащие ее деловую репутацию сведения, содержащиеся в опубликованной 7 февраля в газете «Коммерсант» статье «Сбербанк избавился от конкурентов в борьбе за активы холдинга «Фаэтон». Истец просил опубликовать опровержение за счет ответчиков в том же средстве массовой информации, а также взыскать с ответчиков 800 миллионов рублей (см. монитор за июнь 2014 года). В оспариваемой статье автор ссылается на сообщение Сбербанка России об исключении из реестра кредиторов одной из структур группы компаний (ГК) «Фаэтон» требования ООО «Промтранс» в размере 1,6 миллиарда рублей, сообщает РАПСИ.

ОКТЯБРЬ, 30
«Росбизнесконсалтинг»
Сергей Кургинян
подал в суд на ЗАО «Росбизнесконсалтинг» и лидера Международного евразийского движения Александра Дугина. Ведущий требует выплатить компенсацию морального вреда в размере более пяти миллионов рублей. Как следует из иска, в августе на сайте «РБК» была опубликована статья «Под Луганском застрелили замминистра иностранных дел ДНР», в которой приводится цитата Дугина о том, что Кургинян «изменник», «работающий на олигархов». Истец просит суд признать распространенные ответчиками сведения не соответствующими действительности и порочащими его честь, опровергнуть их, удалить слова Дугина из текста и взыскать с обоих ответчиков по 2 миллиона 695 тысяч в счет компенсации морального вреда. В четверг суд провел предварительные слушания, рассмотрение иска по существу назначено на 18 ноября, передает РАПСИ.

ОКТЯБРЬ, 30
Съемочная группа РЕН ТВ
Журналистов РЕН ТВ, снимающих сюжет о сносе гаражей в Тимирязевском районе Москвы, избили неизвестные. «Военные действия» развернулись днем на Дмитровском шоссе неподалеку от станции метро «Тимирязевская», где власти решили снести гаражи. Местные жители решили отстаивать свои права до конца, поскольку судебного решения о сносе гаражей еще нет и заседание суда назначено только на 4 ноября. Однако представитель управы района все равно дал команду начать снос. Владельцы машиномест перекрыли дорогу двум экскаваторам, после чего начались столкновения. Против мирных граждан выступили сотрудники ЧОП, а также крепкие молодые люди, назвавшиеся представителями Фонда содействия реконструкции и благоустройству (ФСРБ). В результате драки пострадали как минимум 10 человек. Среди них оказались и журналисты программы «Экстренный вызов 112» телеканала РЕН ТВ. На месте работают три бригады врачей «скорой помощи». По словам корреспондента, на него напал один из тех, кто якобы действовал по указанию ФСРБ, грубо толкнул и вырвал из рук планшетный компьютер. Другой журналист лишь благодаря хорошей реакции смог увернуться от летевшего в него булыжника. «В ход шло все, что попадалось под руку - кирпичи, лопаты, обрезки труб, баллончики с перцовым газом», - передает корреспондент РЕН ТВ. Все происходило на глазах у полицейских. Никто из них не попытался вмешаться в происходящее.

ОКТЯБРЬ, 31
«Эхо Москвы»
Роскомнадзор вынес предупреждение радиостанции и сайту «Эхо Москвы» из-за информации, которая оправдывает «практику совершения военных преступлений», говорится на сайте ведомства. «В радиопрограмме «Своими глазами», вышедшей в эфир 29 октября 2014 года, содержалась информация, оправдывающая практику военных преступлений. Стенограмма указанной программы размещена на сайте радиостанции», - говорится в сообщении Роскомнадзора. Правовым основанием для предупреждения является статья 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Каких-либо подробностей о том, где «Эхо Москвы» переступила линию закона, не указывается. Главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов прокомментировал ситуацию в своем Twitter. «Я вообще не понимаю термина - «информация», оправдывающая военные преступления». Информация бывает либо ложной, либо правдивой», - написал он. «Поскольку не в предупреждении не указаны конкретные нарушения закона, а интервью было в прямом эфире - идем в суд», - заявил Венедиктов. Также главред сообщил, что за последнюю неделю интерес к работе «Эхо Москвы» проявили МЧС и прокуратура. Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский признал за радиостанцией право оспаривать действия ведомства в суде. «Это цивилизованный метод оспаривания решений госорганов. Встретимся в суде», - цитирует чиновника «Интерфакс». Венедиктов полагает, что Роскомнадзор взял за повод для предупреждения интервью журналистов из донецкого аэропорта в эфире передачи «Своими глазами». Помимо стенограммы этой программы, на сайте радиостанции размещены другие материалы, посвященные боям за аэропорт в Донецке. Один из них последних - фоторепортаж корреспондента Los Angeles Times Сергея Лойко о буднях украинских десантников и боевиков «Правого сектора» в осажденной воздушной гавани. «Эхо Москвы» подчеркивает, что Лойко - единственный иностранный журналист, которому удалось попасть в аэропорт, куда не пускают гражданских из-за смертельной опасности.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни