Результаты мониторинга
15 Октября 2014 года

Результаты мониторинга ФЗГ – сентябрь 2014

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 11 (Артем Александров, корреспондент ЗАКС.Ру, Санкт-Петербург; съемочная группа телепрограммы «Ревизорро», в Краснодарском крае; Юрий Романов, редактор газеты «Сибирский город», Иркутская область; Илья Онегин, корреспондент ИА «Взгляд-инфо», Саратов; Ксения Батанова, шеф-продюсер и ведущая телеканала «Дождь», Москва; съемочная группа программы «Прецедент», Новосибирск; съемочная группа московского бюро Би-би-си, в Астрахани; Данил Макарычев, начальник службы новостей Общественного Телевидения Приморья, Владивосток; Виктор Тарасов, репортер портала Воскресенск.ру, Московская область; Дмитрий Флорин, независимый журналист, Москва; Дмитрий Киселев, оператор портала SUPER.RU, Москва).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 6 (газета «Маяк», Владимирская область; радиостанция «Лада Fm», Самарская область; газета «Тихоокеанская звезда», Хабаровск, 2 раза; телеканал СТС, Москва; РИА «Новый Регион», Екатеринбург).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – ().

Увольнение редактора, журналиста – ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 8 (Сергей Ковальченко, главный редактор информационного агентства «Телеграф», Санкт-Петербург; Александра Скочиленко, корреспондент издания «Наблюдатели Петербурга», Санкт-Петербург, 2 раза; Дмитрий Шипилов, корреспондент издания «Новый Кузбасс», - в Московской области; Александр Сотник и Мария Орловская, независимые журналисты, Москва; Михаил Фёдоров и Елена Заболотных, корреспонденты «Новой газеты в Петербурге», Санкт-Петербург; Орхан Джемаль, корреспондент Forbes, в аэропорту «Домодедово»; Антон Наумлюк, корреспондент информагентства «Версия. Саратов», Саратов).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 19

на сумму 612 100 000 рублей 02 копейки.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 7, удовлетворено – 3, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 200 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 89

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 7 (Рауфа Рахимова, издатель газеты «Бонус», Уфа; Игорь Тупальский, основатель агентства «Телеграф», Санкт-Петербург; Илья Онегин, корреспондент ИА «Взгляд-инфо», Саратов; съемочная группа программы «Вести. Новосибирск», Новосибирск; Михаил Фёдоров и Елена Заболотных, корреспонденты «Новой газеты в Петербурге», Санкт-Петербург; съемочная группа Общественного Телевидения Приморья, Владивосток; Дмитрий Киселев, оператор портала SUPER.RU, Москва).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 1 (газета «Авдет», Республика Крым).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (телеканал «ВОТ!», Санкт-Петербург).

Прекращение выхода СМИ – ()

Изъятие (скупка, арест) тиража – ()

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 6 (сайт Zavuch.info; сайт «Мой район», Санкт-Петербург; сайт «Наблюдатели Петербурга», Санкт-Петербург; сайт ЗАКС.Ру, Санкт-Петербург; сайт Russia Today; сайт «Vladtime.ru»).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – 1 (газета «Площадь Мира», Московская область)

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 6 (видеокамера телепрограммы «Ревизорро», в Краснодарском крае; компьютеры газеты «Листок», Горно-Алтайск; фотокамера Ильи Онегина, корреспондента ИА «Взгляд-инфо», Саратов; видеокамера телепрограммы «Прецедент», Новосибирск; видеокамера московского бюро Би-би-си, в Астрахани; видеокамера портала Воскресенск.ру, Московская область).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - 1 (телерадиокомпания «Синтез-ТВ», Краснодар).

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 26

СЕНТЯБРЬ, 1
Валерий Усков
Вячеслав Байдарико
В Златоустовском городском суде рассмотрено дело журналистов газеты «Правда города Златоуста» Валерия Ускова и Вячеслава Бойдарико. Первого обвиняли по статье 222 УК РФ («Незаконные приобретение, ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств») и статье 119 УК РФ («Угроза убийством), а В. Бойдарико – по той же 222-й статье и по статье 116 УК РФ («Нанесение побоев»). Напомним фабулу: журналистам прислали СМС с утверждением, что в определенном месте находится сенсационный разоблачительный материал про главу Златоуста В. Жилина. Газетчики примчались, дернули за веревочку, а там – пакет со старыми разрозненными боеприпасами. Это – одно уголовное дело. Помимо этого, спустя очень значительное время после инцидента один «профсоюзный» деятель вдруг вспомнил, что ему угрожали, и он опасается за свою жизнь. Так появилось второе уголовное дело в отношении журналиста, Валерия Ускова – еще и по статье «Угроза убийством» (см. монитор за май 2014 года). Уголовное дело по обвинению В. Ускова и В. Бойдарико рассматривалось в закрытом судебном заседании. Они были признаны виновными в нарушении статьи 222 УК РФ («Незаконные приобретение, ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»), а В. Бойдарико, кроме того, признан виновным по статье 116 УК РФ («Нанесение побоев»). Суд приговорил В. Ускова к одному году лишения свободы в колонии общего режима. Второе уголовное дело в отношении В. Ускова за угрозу убийством в связи с отсутствием состава преступления прекращено. В. Бойдарико по совокупности двух статей приговорен к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком два года. Ни на следствии, ни в суде подсудимые вину не признали ни по одной статье УК РФ.

СЕНТЯБРЬ, 1
Рауфа Рахимова
Сотрудники редакции газеты «Бонус» и портала «Проуфу», издателем которых является Рауфа Рахимова, племянница экс-президента Башкирии Муртазы Рахимова, обратились в полицию с заявлением, в котором просят установить обстоятельства повреждения окна в рабочем кабинете госпожи Рахимовой. Как рассказала Рауфа Рахимова, отверстие, напоминающее отверстие от пули, в ее рабочем кабинете обнаружила неделю назад при помывке окна ее помощница. Редакция «Бонуса» и «Проуфу» занимает помещение на третьем этаже офисного здания по улице Биишевой в Уфе. Напротив, метрах в 100–150, расположен высотный жилой дом, между зданиями находится детская площадка. Рауфы Рахимовой, по ее словам, в тот день в кабинете не было. Она предполагает, что возможно, неизвестный стрелял в выходные. «Возможно, это была просто хулиганская выходка, я не утверждаю, что целились в меня. Но мы бы хотели, чтобы компетентные выводы о происшедшем сделала полиция», - сказала она. Издатель добавила, что в окне было обнаружено два повреждения: один выстрел пробил один из двух слоев стеклопакета, второй просто немного повредил поверхность. По заявлению редакции офис осмотрел участковый полицейский, сказала госпожа Рахимова. Ходом разбирательства она не удовлетворена и полагает, что оно проводится формально. Издания «Бонус» и «Проуфу» часто публикуют материалы с резкой критикой деятельности региональной администрации. В администрации главы региона их относят к разряду оппозиционных.

СЕНТЯБРЬ, 1
Радиостанция «Владивосток FM»
Начало осени для журналистов радиостанции «Владивосток FM» отмечено пристальным вниманием краевой избирательной комиссии. Крайизбирком рассматривал вопрос о нарушениях правил предвыборной агитации в ежедневной программе «Ваш репортаж». Радиослушатели обычно звонят на радиостанцию со всего края, рассказывают о проблемах, комментируют события. А репортажи журналистов, выдержки, комментарии и отклики радиослушателей регулярно публикуются в газете «Дальневосточные ведомости» (радиостанция и газета «Дальневосточные ведомости» входят в ЗАО «ПАРИ»). В этот раз репортажи, комментарии и отклики совпали с предвыборной кампанией врио губернатора Приморского края Владимира Миклушевского. В предвыборный отпуск он не уходил, а как врио губернатора совершил деловые поездки по краю, обсуждая возможности развития края и насущные проблемы населения. Отклики, комментарии, вопросы жителей звучали в эфире и опубликованы на страницах газеты «Дальневосточные ведомости». Слушатели оценивали работу губернатора, напоминали о насущных проблемах, естественно, говорили и о предстоящих губернаторских выборах. Именно этот «глас народа» стал предметом разбирательства краевой избирательной комиссии. Комментируя одно из высказываний радиослушателя по поводу поездки врио губернатора Приморского края Миклушевского, председатель крайизбиркома Татьяна Гладких отметила, что пока это квалифицируется как административные нарушения, но возможна и уголовная статья. Председатель комиссии угадала: со следующего дня в прямой эфир один за другим пошли звонки «с крамольным призывом» к бойкоту выборов. «Вообще-то обычно подобные разборки инициирует кто-то из обиженных кандидатов, - пишет на страницах газеты «Дальневосточные ведомости» Зина Сидорова, - но поводом для нынешней стал сигнал председателя краевой избирательной комиссии Татьяны Гладких». «Призывы к неучастию в выборах расцениваются как воспрепятствование избирательных прав граждан, а это уже не административное законодательство, в этом случае предусматривается уголовная ответственность»,- предупредила Татьяна Гладких. Несколько дней члены комиссии «наблюдали» за радиостанцией и комментариями радиослушателей. «Нанаблюдали», как сообщают журналисты, «на 16 страниц мелким шрифтом… Эксперты отслушали четыре дня «крамольных прямых эфиров «Владивосток FM», обнаружили полтора десятка подозрительных высказываний то ли врио главы, то ли претендента на высокий пост». Мнение некоторых членов краевой избирательной комиссии: СМИ вообще не имеют права оценивать деятельность губернатора. «По закону журналист должен только информировать, а он, по сути, оценивает деятельность губернатора края на посту врио. Я вот таких оценок не даю, почему журналист себе позволяет?», - возмущался юрист Роман Охотников. К счастью, не все эксперты согласились с таким мнением. Критика врио губернатора воспринималась комиссией очень болезненно, а председателя комиссии Татьяну Гладких возмутила реплика, что у граждан нет доверия к главе региона: «Вы допускаете личные оценки… и это распространяется на всю территорию края. Согласно закону, деятельность органов власти СМИ должны освещать объективно, достоверно, но без комментариев. Или вы считаете, губернатор ничего полезного не делает?» - так учила журналистов юрист, председатель краевой избирательной комиссии Татьяна Гладких. Избирательная комиссия оценила работу журналистов: радиостанция систематически нарушала закон, размещая материалы с признаками предвыборной агитации. Дело о нарушении закона журналистами передано в суд.

СЕНТЯБРЬ, 2
Все СМИ
Возле московской мэрии по адресу Тверская 13, партия «ЯБЛОКО» проводила акцию в защиту малого бизнеса. В конце акции предприниматели и яблочники направились в мэрию подавать заявление на имя мэра Собянина. Внутрь мэрии они зашли вместе с журналистами. Подойдя к окошку у входа внутри здания, где располагался отдел приема заявлений, журналисты столкнулись с рядом сложностей. Сотрудницы отдела приема заявлений стали кричать на журналистов, что съемка внутри здания запрещена, якобы на это имеется некая «специальная бумага». Предъявить ее они не смогли, заявив, что не будут принимать заявление, пока журналисты не прекратят съемки и не уберут камеры. При этом сотрудницы отдела приема заявлений заявили, что вызвали полицию. Подошедшие полицейские молча встали и смотрели на происходящее. Журналисты стали пояснять сотрудницам отдела, что, согласно закону РФ о СМИ, они ничего не нарушают, в то время как сами сотрудницы как раз наоборот, нарушают этот самый закон. После нескольких минут словесных перепалок один из журналистов обратился к полицейским с просьбой помочь восстановить законность и заставить сотрудниц отдела приема заявлений выполнить свою работу – принять у людей заявление и не препятствовать съемке. После объяснений полиции сотрудницы мэрии сдались и приступили к выполнению своих обязанностей. После объяснений полиции, сотрудницы мэрии сдались и приступили к выполнению своих обязанностей.

СЕНТЯБРЬ, 2
Газета «Красный город»
В ФЗГ поступила информация, что городской суд Йошкар-Олы (Республика Марий Эл) рассмотрел иск о защите чести и достоинства, предъявленный к ООО «Медиа-НА», издателю газеты «Красный город», Дмитрием Привариным. Претензии истца вызвала публикация в указанном издании статьи «За взятки отстранили начальство ГИБДД в Марий Эл». В частности, не соответствующими действительности он посчитал сведения о том, что «Дмитрий Приварин, исполнявший обязанности вовремя ушедшего в продолжительный отпуск главы управления ГИБДД МВД по Марий Эл Виктора Казакова, и командир республиканского батальона ДПС Алексей Свищев отстранены от должности из-за взяток, которые брали их подчиненные». Эти сведения истец требовал опровергнуть. Суд вынес решение в пользу истца.

СЕНТЯБРЬ, 2
Zavuch.info
В ФЗГ поступила информация о «рейдерском захвате» домена одного из крупнейших педагогических порталов России Zavuch.info. Работа сайта была заблокирована неизвестными, а у главного редактора портала Евгения Барановского потребовали полмиллиона рублей за снятие блокировки и возврат домена. Требования были предъявлены через электронную почту Барановского. Только после обещания перевести необходимую сумму 4 сентября работа сайта была возобновлена. «Я включаю тебе портал с условием, что в четверг должна состояться сделка» – сообщили мне по электронной почте», – говорит Евгений Барановский. - Если деньги не будут переведены, домен будет снова заблокирован». Как выяснилось, 29 августа домен (электронный адрес сайта) был переоформлен на третьих лиц без ведома владельца. Как именно это произошло, компания, предоставлявшая доменное имя, сообщить не может. Аренда доменного имени была оплачена до 2020 года. Евгений Барановский подал в правоохранительные органы заявление на возбуждение дела на основании статьи 58 закона «О средствах массовой информации» (Ответственность за ущемление свободы массовой информации). На данный момент заявление рассматривается. Компания infobox, с которой был заключен договор на оформление доменного имени, разъяснить ситуацию или дать какие-либо комментарии отказалась.

препятствование деятельности интернет-изданий / длящийся

СЕНТЯБРЬ, 2
Тимур Куашев
Заместитель прокурора Кабардино-Балкарии Артур Махов доложил Совету при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека о ходе расследования уголовного дела о гибели журналиста Тимура Куашева и сообщил, что, по предварительным данным, его смерть наступила от отравления неизвестным веществом при неустановленных обстоятельствах (см. монитор за август 2014 года). «Установлено, что 01.08.2014, примерно в 10 часов 20 минут на обочине автодороги, напротив санатория «Долинск», расположенного по ул. Кизиловка, б/н, в г. Нальчике обнаружен труп Куашева Т. Х., у которого в ходе осмотра обнаружены телесные повреждения в виде кровоподтека в области левого глаза и точечной раны в левой подмышечной области. По делу проведены осмотры места происшествия и трупа, допрошены свидетели, назначены необходимые судебные экспертизы, проводятся другие следственные и оперативно-розыскные мероприятия. Ход расследования по делу прокуратурой республики взят на контроль», – говорится в письме Махова главе СПЧ. Тимур Куашев – кабардино-балкарский журналист, правозащитник, общественный деятель. Он был постоянным автором журнала «Дош», а также писал материалы для портала «Кавказская политика».

СЕНТЯБРЬ, 2
Газета «Маяк»
В Вязниках (Владимирская область) журналисты газеты «Маяк» жалуются на давление со стороны местной администрации. Они направили в областную газету «Владимирские ведомости» письмо, в котором говорится об увольнении главного редактора издания и о цензуре, которую осуществляет глава районной администрации. В частности, в письме сообщили: «Мы действовали в установленных властью границах: о чем писать можно, а каких тем касаться нельзя. Но мы все равно не стали любимы властью, а вот доверие читателей - теряли. Мы покрывали лицемерие, отвергая письма читателей, возмущенных очередной несправедливостью власти, отказывая им в публикации. Те, кто ничего не понимает в газетном деле, учили нас, как писать, расставлять акценты, какие фотографии ставить на первой полосе. И если им казалось, что мы сделали не совсем так, как было указано, нас наказывали, используя любимый рычаг ‑ то премию не подпишут, то на ковер вызовут, то бесцеремонно в трубку наорут. Мы терпели даже тогда, когда редактору «слуга народа» - глава районной администрации ‑ мог в глаза сказать: «Это я буду решать, что ставить в номер!».

СЕНТЯБРЬ, 3
СМИ Архангельска
В Архангельской области во время встречи главы региона Игоря Орлова с депутатами разразился скандал. Губернатор ушел из зала, увидев там представителей критикующих его СМИ. Встреча продолжилась лишь после выдворения корреспондентов. Между тем, попавшие в немилость журналисты заявили о готовности выйти на акцию неповиновения, если власти региона продолжат ограничивать их в получении информации. Встреча губернатора с депутатами областного Собрания проходила в зале ГБУ «Молодежный центр». Но поступок главы региона на ней поверг присутствующих в шок. Игорь Орлов, увидев в зале представителей некоторых местных изданий, оппозиционных областной власти, прервал свою вступительную речь и, обозвав журналистов «кликушами», ушел, потребовав при этом чтобы «неуважаемая пресса» удалилась из зала. «Вы тут решайте, а я ушел», - бросил он на ходу. Губернатор все-таки вернулся, но после того, как корреспондентов вывели из зала. Такое поведение главы региона вызвало возмущение у архангельских журналистов, которые заявили о готовности выйти на акцию неповиновения. Они считают, что «Правительство губернатора Орлова попирает конституционное право граждан Архангельской области на получение информации».

СЕНТЯБРЬ, 3
Газета «Звезда»
Кирилл Маркевич
, советник пермского губернатора Виктора Басаргина, не смог опровергнуть распространенные краевой газетой «Звезда» сведения о своей судимости и мнение о роли собственных изданий как «сливных бачков» против местной оппозиции. Пермский краевой суд окончательно отказал пиарщику в удовлетворении всех его требований по иску о защите чести и достоинства, деловой репутации, компенсации морального вреда в размере 40 тыс. руб. ФЗГ уже сообщал, что К. Маркевич обиделся на публикацию «В голубом свете» от 25 марта. Однако Мотовилихинский районный суд Перми 28 мая счёл заявленные претензии необоснованными. В вынесенном тогда решении судья Татьяна Опря сослалась на приговор, полученный из Увельского районного суда Челябинской области. Ещё 10 августа 1998 года нынешний имиджмейкер был признан виновным за совершение ДТП и наказан на 6 месяцев условного лишения свободы с испытательным сроком в течение 6 месяцев. Отметка на документе свидетельствовала, что приговор вступил в законную силу 18 августа 1998 года. В апелляционной жалобе по гражданскому делу К. Маркевич назвал данную отметку «ошибочной», а вывод суда из Мотовилихи «заблуждением». По его словам, обвинительный приговор был отменён вышестоящей инстанцией. При новом рассмотрении уголовного дела Увельский районный суд 24 августа 1999 года применил амнистию – значит, истец не был судимым. Впрочем, из приложенного к жалобе официального письма № 5526 от 20 июня 2014 года видна противоположная картина. Председатель Увельского районного суда Игорь Вардугин ответил на запрос К. Маркевича от 19 июня 2014 года, что «приговор отменен не был». Исследовав доказательства, выслушав представляющую интересы истца юриста Светлану Ушакову и адвоката «Звезды» Аркадия Иванова, Пермский краевой суд оставил без изменения решение Мотовилихинского районного суда. В том числе – и о признании «субъективным мнением» оспоренной К. Маркевичем фразы, касавшейся его частных газет «Пермские губернские ведомости» и «Пермское времечко»: «Этим изданиям руководитель медиахолдинга изначально отвел роль «сливных бачков» для публикации критических материалов о политических оппонентах главы региона».

СЕНТЯБРЬ, 3
Грани.Ру
Мосгорсуд отклонил апелляционную жалобу редакции «Граней» на блокировку сайта. С 13 марта 2014 года Грани.Ру заблокированы на территории России распоряжением Генпрокуратуры. «Грани» стали первым зарегистрированным интернет-СМИ, заблокированным по «закону Лугового» за якобы «призывы к участию в мероприятиях, проводимых с нарушением общественного порядка». 6 мая судья Таганского суда Юлия Смолина отклонила иск «Граней» к Генпрокуратуре и Роскомнадзору (см. монитор за март, май 2014 года). Она указала, что считает блокировку обоснованной, поскольку полностью доверяет выводам прокуратуры. В решении сказано, что суд доверяет заключению прокурора Т. Абрегова, «поскольку исследование проведено уполномоченным на то специалистом (самим прокурором. – Ред.), обладающим познаниями в данной области, по результатам обоснованного исследования представленного материала». По мнению судьи Смолиной, «данное заключение согласуется с содержанием материалов, размещенных в сети Интернет». Между тем в судебном заседании представителям «Граней» не удалось получить ответов на вопросы о квалификации прокурора Абрегова, предмете и методике проведенного им исследования. Вслед за Генпрокуратурой суд ссылался на единственную конкретную публикацию – заметку о задержании участников схода в защиту «болотников» 6 марта.

СЕНТЯБРЬ, 3
Арсений Махлов
Следственный комитет России по Калининградской области отказал губернатору Николаю Цуканову в его требовании возбудить уголовное дело в отношении издателя и автора местной газеты «Дворник». Об этом «НИ» сообщил сам журналист, а по совместительству и оппозиционный депутат горсовета Арсений Махлов. По его словам, в постановлении СКР содержится и угроза в адрес главы региона. В своем заявлении губернатор просил привлечь к ответственности за клевету Арсения Махлова за его статью под названием «Зачем Цуканов пестует калининградский майдан?». Автор материала утверждал, что глава региона стремится «превратить недовольство жителей Калининградской области решениями губернатора и подвластных ему депутатов облдумы во внешнюю угрозу для Российской Федерации», но своими действиями только разжигает протестные настроения. Статья была опубликована еще в марте текущего года, но на заявление в Следственный комитет Николай Цуканов решился только спустя несколько месяцев. Он утверждал, что материал порочит его честь и достоинство, подрывает деловую репутацию. Следователи посчитали иначе и в возбуждении дела отказали за отсутствием состава преступления. Правоохранители убеждены, что журналист при высказывании оценочных суждений воспользовался своим правом на свободу выражения мнения, закрепленным в Конституции РФ и международном законодательстве. Следователи также не оставили без внимания Декларацию о свободе политической дискуссии в СМИ, принятой Советом Европы. «Государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в СМИ в отношении того, как они исполняют обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий», – говорится в постановлении силовиков. Более того, СКР сообщил, что в действиях главы региона формально усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ («Заведомо ложный донос»). Однако следователи самостоятельно не стали возбуждать дело против губернатора Цуканова, решив, что в его действиях не было умысла на совершение преступления. Но несмотря на это, подобные подозрения, высказанные в адрес первого лица региона, более чем показательны. Арсений Махлов сообщил «НИ», что в настоящий момент раздумывает над тем, стоит ли в ответ самостоятельно пытаться привлечь губернатора к ответственности. «С одной стороны, это будет хорошим уроком представителям власти, которые пытаются приструнить средства массовой информации. С другой – не хочется, чтобы ситуацией воспользовались недруги Цуканова. В случае его смещения нет уверенности в том, что из Москвы пришлют более адекватного губернатора», – сомневается журналист.

СЕНТЯБРЬ, 3
Сергей Ковальченко
Главного редактора информационного агентства «Телеграф» Сергея Ковальченко в течение получаса удерживали в здании администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Там проходило массовое досрочное голосование. Журналист вместе с коллегой попытался зафиксировать это на видеокамеру, однако члены избирательной комиссии сочли это незаконным. Как рассказал Ковальченко, его удостоверение главного редактора СМИ назвали поддельным. С. Ковальченко сообщил: «Мы зашли на участок, где голосуют сотни бюджетников по нашим наблюдениям. Тут же они пишут заявления, которые лежат огромными стопками за то, чтобы проголосовать. Меня задержали, говорят, я не имел права снимать. Пока мы тут препирались с сотрудниками администрации, они говорят, что пресса не имеет права собирать информацию и распространять, они ссылаются на закон об антитеррористической деятельности. То есть, я террорист и снимать не имел права. Хотя я им сейчас вот паспорт покажу, потому что журналистское удостоверение здесь не работает, оказывается». Позднее журналист был отпущен. Ковальченко также сообщил, что проконсультируется с юристами и решит, будет ли он обращаться в правоохранительные органы с жалобой на воспрепятствовании деятельности журналиста.

СЕНТЯБРЬ, 3
Ахмеднаби Ахмеднабиев
Следственный отдел по Кировскому району Махачкалы СУ СКР по Дагестану приостановил предварительное следствие по делу об убийстве в 2013 году журналиста Ахмеднаби Ахмеднабиева, сообщает «Кавазский узел» со ссылкой на адвоката Абдурашида Шейхова. По словам адвоката, следствия приостановлено из-за того, что подозреваемый в совершении этого преступления до сих пор не установлен. Постановление о приостановлении следствия было вынесено 30 июля. «Лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, установить не представилось возможным», - говорится в постановлении, копию которого предоставил Шейхов изданию. В документе отмечается, что «срок предварительного следствия по данному делу истек, а следственные действия, производство которых возможно в отсутствии подозреваемого (обвиняемого) выполнены». При этом, по информации издания, на время приостановления предварительного следствия, поиски убийц будут продолжаться. Следствие продолжат в том случае, если появится оперативная информация по этому делу. Заместитель главного редактора еженедельника «Новое дело» и корреспондент «Кавказского узла» Ахмеднаби Ахмеднабиев 9 июля 2013 года был застрелен неизвестными бандитами возле собственного дома в пригородном махачкалинском поселке Семендер (см. монитор за июль 2013 года).

СЕНТЯБРЬ, 3
Газета «Известия»
Анастасия Кашеварова
Арбитражный суд Москвы опубликовал на своем официальном сайте решение суда по делу об иске «Альфа-банка» и Михаила Фридмана к лидеру «ЯБЛОКА» Сергею Митрохину, в котором содержится подробное юридическое обоснование о несостоятельности данного судебного иска (см. монитор за январь, июнь 2014 года). В решении суда говорится, высказывания Митрохина не посягают на репутацию истцов. «Очевидно, что основная цель заявления ответчика Митрохина – не обвинение истцов в противоправных действиях, а развитие дискуссии по вопросу, представляющему определенный общественный интерес», - пишет в своем решении Арбитражный суд Москвы. Суд также считает, что истцами («Альфа-банк» и Михаил Фридман) не доказан порочащий характер сведений, поскольку спорные сведения не формируют отрицательного отношения к истцам, соответственно, не порочат их деловую репутацию как субъектов экономической и предпринимательской деятельности. «Предъявление претензий изданию и журналисту, которые лишь опубликовали высказывания третьего лица, попадает под определение «цензура», которая запрещена Конституцией РФ, а также противоречит Федеральному закону О СМИ», - заявил пресс-службе «ЯБЛОКА» сотрудник Фонда защиты гласности Дмитрий Беркут. Арбитражный суд постановил оставить без удовлетворения исковые требования ОАО «Альфа-банк» и Михаила Фридмана, решение суда опубликовано на официальном сайте ведомства.

СЕНТЯБРЬ, 3
ИА «Взгляд-инфо»
Журналисты ИА «Взгляд-инфо» побывали в особняке бывшего губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова. Охрана разрешила им вести съемку вблизи помещений, однако запретила работать внутри объекта. По словам секьюрити, «эти ограничения необходимы в целях безопасности – из-за отсутствия ухода строительные конструкции находятся в неудовлетворительном состоянии». Зимой особняк не отапливался, что привело к промерзанию помещений. В результате этого весной на стенах появились огромные трещины, а плитка начала обваливаться. Решение о передаче особняка Аяцкова принято еще в конце марта 2012 года. Тогда временно исполняющий обязанности губернатора Валерий Радаев лично посещал объект и распорядился оформить все документы. Чиновник высказал идею перепрофилировать особняк под реабилитационный центр для участников боевых действий.

СЕНТЯБРЬ, 4
Артем Александров
Неизвестные напали на корреспондента ЗАКС.Ру Артема Александрова во время того, как он освещал ход досрочного голосования в здании администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Досрочные губернаторские и муниципальные выборы в Петербурге идут с 3 сентября и будут идти до 13 сентября. Основные выборы состоятся в Единый день голосования, 14 сентября.

«Я пытался пройти в помещение, где проходит досрочное голосование. Неизвестный не хотел меня туда пускать, вставал на дороге. На просьбу представиться он не представлялся. После того, как я попытался пройти, он меня толкнул. Потом меня еще раз толкнули, но уже другой неизвестный. Первый схватил меня за шею, и они повалили меня на пол. После того, как я встал, первый неизвестный схватил меня за шею сзади и начал душить. Последнее произошло на глазах у сотрудника полиции, который вмешался. После этого напавший остановился. Он вместе с подельником попытался скрыться, но был остановлен сотрудником полиции. Есть свидетели и журналисты, которые все это засняли», - рассказал Александров. Журналист отметил, что неизвестные также не пускали в здание корреспондента газеты «Мой район».

СЕНТЯБРЬ, 5
Анна Мотовилова
В Санкт-Петербурге глава МО Нарвский округ, кандидат в депутаты от «Единой России» Александр Каптурович отобрал видеокамеру у внештатного корреспондента портала «Наблюдатели Петербурга» Анны Мотовиловой. «Это была провокация, - уверена Мотовилова. - Кандидат Александр Каптурович специально говорил сначала на камеру, а потом отобрал её, пытался сломать её и уйти. Сотрудники полиции, присутствовавшие на участке, не пришли мне на помощь». Каптурович объяснил, что журналистка не представилась и помешала его беседе. «Находясь в здании районной администрации, я стоял и разговаривал. А человек подошёл и начал снимать. Я спросил её, на основании чего меня снимают. Потом забрал камеру и потребовал отдать то, что записали. Если она журналист, она должна была хотя бы представиться», - пояснил глава совета. До этого журналистка фиксировала нарушения на досрочном голосовании в МО Нарвский округ.

СЕНТЯБРЬ, 5
ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом»
В производстве Арбитражного суда Москвы находится дело по иску о защите деловой репутации, предъявленному ООО «Промтранс» к ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» и ОАО «Сбербанк России». Истец просит суд взыскать с ответчиков 800 миллионов рублей нематериального (репутационного) вреда, причиненного распространением не соответствующих действительности сведений. В заявлении компания также просит опровергнуть не соответствующие действительности и порочащие ее деловую репутацию сведения, содержащиеся в опубликованной 7 февраля в газете «Коммерсант» статье «Сбербанк избавился от конкурентов в борьбе за активы холдинга «Фаэтон». Истец просит опубликовать опровержение за счет ответчиков в том же средстве массовой информации, а также взыскать с ответчиков 800 миллионов рублей, передает РАПСИ.

СЕНТЯБРЬ, 6
Издание «Наблюдатели Петербурга»
В Санкт-Петербурге проходит досрочное голосование на губернаторских и муниципальных выборах. В ходе голосования фиксируются многочисленные нарушения. В частности, продолжаются удаления независимых наблюдателей, представителей прессы. Во Фрунзенском районе 6 сентября двух внештатных корреспондентов сетевого издания «Наблюдатели Петербурга» с помощью полиции удалили с участка. Удаление сопровождалось угрозами со стороны членов избирательной комиссии МО (ИКМО) Купчино. Журналисты пытались зафиксировать факт отказа члену ИКМО Елене Симаковой в ее праве поставить подпись на заклеенном конверте. Однако представитель ИКМО запретил корреспондентам видеосъемку и приехавшая полиция их поддержала.

СЕНТЯБРЬ, 6
СМИ Омска
В Омске сотрудники службы по связям с общественностью «Газпромнефти-ОНПЗ» во время празднования Дня нефтяника, которое проходило в Концертном зале Омской филармонии, они не только не пустили прессу в помещение, но и выдворили ее с прилегающей к нему площади. Впрочем, представители прессы и не особо стремилась попасть внутрь здания, поскольку пришли сфотографировать губернатора Виктора Назарова, который должен был вместе с директором нефтеперерабатывающего завода Олегом Белявским прибыть на этот корпоратив. Как пишет «Бизнес-курс», многие работники предприятия, которых до начала мероприятия у входа в Концертный зал развлекали актеры, охотно позировали фотокорам и живо общались с ними. Поэтому представители СМИ были удивлены, когда начальник «службы корпоративных коммуникаций» ОНПЗ Анна Дьяконова настойчиво попросила их «зачехлить фотоаппараты», а затем - «покинуть территорию» (непонятно, однако, было какую территорию). Между тем, областное минэкономики обещало им, что «вход будет свободным». Г-жа Дьяконова пояснила, что чиновники «просто ошиблись». Журналисты решили не скандалить и отошли в сторону, но это связистов с общественностью не устроило: они стали требовать, чтобы пресса совсем исчезла из их поля зрения: «Наше начальство не желает сегодня с вами общаться. На все ваши вопросы смогу ответить только в понедельник и только после официального запроса» - цитирует издание г-жу Дьяконову. Тем временем не к главному, а к служебному входу подъехали облправительственные авто, из которых вышли глава региона и директор ОНПЗ. Журналистам удалось их запечатлеть только издали. Для чего понадобилась такая конспирация – непонятно, тем более, что губернатор до назначения на этот пост работал видным менеджером в Газпроме, к тому же сам по себе он – вполне открытый для журналистов, как и для остальных жителей Омской области, человек: время от времени его видят стоящим в общих очередях в магазинах, или прогуливающимся с сыном без всякой охраны. Но мелкие клерки с большими амбициями, вьющиеся вокруг областного главы, зачем-то пытаются изменить его имидж. Остался без ответа и вопрос, почему компания, чей бизнес – реализация народного достояния, считает себя вправе и близко не подпускать народ, и в частности, его представителей – журналистов к отмечаемым ею праздникам? Неужто к ее «корпоративам» - дням газовика и нефтяника - этот народ совсем никакого отношения не имеет?

СЕНТЯБРЬ, 7
Александра Гармажапова
Арсений Веснин
В Санкт-Петербурге полиция не усмотрела нарушение в действиях администрации МО Светлановское, которая не пускала в здание журналистку из «Новой газеты» Александру Гармажапову и корреспондента радиостанции «Эхо Москвы в Петербурге» Арсения Веснина, которые намерены были освещать, как оппозиционные кандидаты сдают документы для участия в муниципальных выборах. Напомним, в начале июля Гармажапова сообщила, что ее и Арсения Веснина не пустили в здание администрации МО Светлановское, несмотря на журналистские удостоверения. Журналисты приехали освещать, как оппозиционные кандидаты сдают документы для участия в муниципальных выборах, которые пройдут 14 сентября этого года. В связи с этим Гармажапова подала заявление на администрацию МО Светлановское с просьбой возбудить дело по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной деятельности журналиста») – см. монитор за июнь 2014 года. Ответ полиции появился только в сентябре. Стражи правопорядка не усмотрели нарушение закона чиновниками из МО Светлановское. «По результатам проверки в данном материале противоправные действия в отношении Вас не усматриваются. Органы Внутренних дел не могут вмешиваться в работу избирательных комиссий», - ответили в полиции. Кроме того, правоохранители добавили, что привлечение большого количества сотрудников частных охранных компаний связано с тем, что в здании администрации МО Светлановское систематически нарушался общественный порядок.

СЕНТЯБРЬ, 8
Compromat.ru
В реестр запрещенных сайтов включен интернет-ресурс «Компромат.ру» (Compromat.ru), сообщил пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский. Сайт был включен в реестр запрещенных ресурсов по решению Октябрьского суда города Белгорода, который признал информацию, размещенную на сайте, порочащей честь и достоинство истца. По словам Ампелонского, после вынесенного решения ведомство пыталось связаться с администрацией сайта, чтобы донести им информацию об удалении противоправного контента, но никакой реакции от владельцев ресурса не поступило. В связи с этим было принято решение внести ресурс в реестр запрещенных сайтов и заблокировать доступ к нему через операторов связи. Он уточнил, что в случае удаления признанной судом недостоверной информации доступ к сайту будет восстановлен, а сам ресурс удалят из реестра. Сайт включили в реестр из-за заметки о руководителе Белгородского УВД генерал-майоре полиции Викторе Пестереве, которую редакция «Компромат.ру» перепечатала с сайта другого издания – газеты Jacta.ru. Из текста его иска следует, что претензии были предъявлены не только «Компромат.ру», но и другим ресурсам – журналу «Экономическая безопасность», Jacta.ru, информационному агентству «Руспрес». Генерал-майор требует опровергнуть ряд заявлений, содержащихся в статье «Грязные копы губернатора Савченко». В иске речь идет о признании этих сведений не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию, а не о блокировке ресурсов, на которых они расположены

СЕНТЯБРЬ, 8
ВГТРК
Бывший начальник контрольно-ревизионного управления Главного управления МВД по Петербургу и Ленинградской области Алексей Серединин, обвиняемый в получении взятки в размере 40 млн рублей, направил в Савеловский районный суд Москвы иск о защите чести и достоинства против ВГТРК. В апреле 2014 года Красногвардейский районный суд Петербурга приговорил Серединина к 8 годам колонии и штрафу в миллион рублей за получение почти 40-миллионной взятки. Городской суд Петербурга 4 августа 2014 года этот приговор отменил и направил дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. 7 августа 2014 года в программе «Вести. Дежурная часть» (ВГТРК) был показан сюжет об этих событиях. В сюжете излагается неправильная фабула уголовного дела: там утверждается, что Серединин задержан с поличным при получении взятки. Серединин настаивает, что даже по версии следствия деньги передавались в начале 2011 года, а задержан он был в сентябре 2012 года, то есть спустя полтора года после предполагаемой передачи денег. В связи с этим экс-ревизор петербургской полиции просит суд обязать ВГТРК опровергнуть порочащую его информацию. Денежных требований к телекомпании истец не предъявляет.

СЕНТЯБРЬ, 8
Виталий Вознюк
Прокуратура Псковской области направила в суд уголовное дело по факту убийства журналиста Виталия Вознюка. Заместитель прокурора Псковской области утвердил обвинительное заключение по обвинению В. Токарева в совершении преступления, предусмотренного статьей 105 УК РФ («Убийство»). Напомним в феврале в Себеже был убит 43-летний корреспондент районной газеты «Призыв» Виталий Вознюк. Тело с ножевыми ранениями шеи обнаружили в квартире журналиста. Как установили в ходе предварительного расследования, при распитии спиртных напитков на почве внезапно возникших неприязненных отношений уроженец города Себежа, ранее неоднократно судимый, с целью убийства своего знакомого, являющегося журналистом местной газеты, напал на него и нанес ему не менее двух ударов ножом в шею. От полученных ножевых ранений молодой человек умер в своей квартире. После совершённого убийства В. Токарев, желая избежать уголовной ответственности за содеянное, скрывался в соседних районах области. В марте текущего года в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий преступник был задержан и передан органам предварительного расследования (см. монитор за март 2014 года).

СЕНТЯБРЬ, 9
СМИ Краснодарского края
В июне 2014 года в Краснодаре прошла внеочередная конференция регионального отделения Союза журналистов России, в ходе которой был принят новый устав региональной общественной организации «Союз журналистов Краснодарского края». В п.1.1 нового Устава говорится о том, что Союз является «независимым некоммерческим общественным объединением», при этом в п.1.3 значится, что «Союз в соответствии с Уставом ООО «Союз журналистов России» является его региональным отделением». Несмотря на эти явные противоречия, большинством голосов участники внеочередной конференции проголосовали за принятие нового устава региональной общественной организации «Союз журналистов Краснодарского края». Не откладывая дел в долгий ящик, на этой же конференции провели перевыборы нового состава секретариата и президиума краевой журналистской организации. А на минувшей неделе стало известно, что Управление министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю отказало в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Краснодарского краевого отделения общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» на основании п.1 ч.1 ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях», так как в представленном уставе выявлены противоречия законодательству РФ. По закону, решения конференции от 26 июня 2014 года являются юридически ничтожными, и юридическую силу имеет на данный момент старый устав Краснодарского краевого отделения Союза журналистов России, а значит, и старый состав руководящих органов краевого отделения. Однако какой - либо официальной информации на этот счет со стороны руководства краевого отделения СЖ пока не последовало.

СЕНТЯБРЬ, 9
ИА «Город героев»
Суд Центрального района Волгограда по всем пунктам отказал в иске администрации Даниловского муниципального района, вознамерившейся взыскать с ИА «Город героев» 500 тысяч рублей. Помимо суммы в полмиллиона, даниловские чиновники требовали опровержения статей, опубликованных порталом, где подвергалась критике их деятельность. Это статьи «Бороться с техногенными и природными катастрофами в Волгоградской области поручили коммунальщикам?» и «Как администрация Даниловского района свою деловую репутацию защищала».

СЕНТЯБРЬ, 9
Интернет-издание «Наблюдатели Петербурга»
В Санкт-Петербурге члена совета общественной организации «Наблюдатели Петербурга» и учредителя одноименного СМИ Алексея Белозерова вызвали в Роскомнадзор. Поводом для этого стало нарушение статьи 13.22 КоАП о публикации неполных или ложных выходных данных. В общественной организации считают, что вызов в Роскомнадзор - попытка исправить неприятную для петербургских властей статистику, которую они процитировали со слов главы ЦИК Владимира Чурова. «Санкт-Петербург является пока рекордсменом: 137 обращений, из которых, к сожалению, 35 - примерно одна пятая часть - потребовали нашего вмешательства», - поведал Чуров. «Как поправить столь неприятную статистику и предотвратить ее рост? Очень просто: запретить журналистам и наблюдателям появляться на избирательных участках», - объясняют вызов в Роскомнадзор «Наблюдатели Петербурга». До начала досрочного голосования в Санкт-Петербурге у Роскомнадзора к зарегистрированному им же самим сетевому изданию «Наблюдатели Петербурга» никаких претензий не было", - отмечают наблюдатели.

СЕНТЯБРЬ, 9
Сайт «Мой район»
На сайт «Моего района» в Санкт-Петербурге осуществляется DDoS-атака, в результате которой сайт стал недоступен. Как сообщил Лениздат.Ру главный редактор сайта Дмитрий Жвания, атака началась примерно в 15 часов. Объем трафика составляет около 80 - 90 мегабит в секунду (в обычном режиме – примерно 1 мегабит в секунду). Сделать предположения о возможных причинах атаки главред затруднился, отметив, однако, что в последнее время на ресурсе было опубликовано несколько материалов о подкупе избирателей и избиении наблюдателей на досрочных губернаторских выборах в Санкт-Петербурге.

СЕНТЯБРЬ, 9
Интернет-издание «Наблюдатели Петербурга»
Сайт общественной организации «Наблюдатели Петербурга», а также сайт одноименного СМИ подверглись DDOS-атаке и недоступны для пользователей. Ранее «Наблюдателей Петербурга обвинили в публикации ложных данных, а учредителя СМИ Алексея Белозерова вызвали в Роскомнадзор. «Наблюдатели Петербурга» писали о нарушениях и фальсификациях в избирательных участках.

СЕНТЯБРЬ, 9
ЗАКС.Ру
Депутат МО Красненькая речка, руководитель Санкт-Петербургского регионального отделения «Молодой Гвардии Единой России» и кандидат в депутаты МО Купчино Михаил Черепанов подал заявление в прокуратуру Фрунзенского района и заявление в ИКМО Купчино. В жалобе, поданной в прокуратуру против журналистов интернет-портала ЗАКС.Ру, сообщается, что корреспонденты указанного издания обвиняют кандидата в депутаты в организации нападения на Артема Александрова, журналиста ЗАКС.Ру. Михаил Черепанов был возмущен этими сведениями и пообещал принять меры для опровержения информации и привлечения к ответственности виновных. Депутат просит прокуратуру Фрунзенского района рассмотреть заявление, признать право на восстановление его доброго имени, обязать виновных опровергнуть порочащие сведения тем же способом, каким они были распространены, и привлечь указанных лиц к уголовной ответственности с выплатой компенсации за нанесение морального ущерба в размере 1 000 000 рублей.

СЕНТЯБРЬ, 9
Сергей Мельник
Журналиста радиостанции «Лада Fm» Сергея Мельника отстранили от прямого эфира за «неудобный» вопрос о выборах. Бывший вице-мэр Тольятти (Самарская область) и экс-директор департамента по строительству, архитектуре и землепользованию Аркадий Эстрин на своей страничке в Фэйсбуке 9 сентября разместил сообщение: «У нас нет цензуры? Вчера выступал в «Пятом часе» на «Лада-Fm». Сергей Мельник, ведущий программы, спросил: «Пойдете голосовать на выборы?». Я ответил, что в фарсе «выборы губернатора» - не участвую. Сегодня Сергея отстранили от эфира». История, произошедшая с неоднократным обладателем и лауреатом престижных журналистских премий Сергеем Мельником, получилась историей про преследование за то, что мнение высказывается. И вот что выходит - эфира нет, цензура есть. Связаться с Сергеем «Парку Гагарина» не удалось. Его коллеги с радио подтвердили, что прямые эфиры Мельник не ведет. Скандал с одним из ведущих журналистов Тольятти происходит на фоне смены собственников радио «Лада Fm». ВАЗ радиостанцию продал компании «Галерея Медиа-Тольятти». Все сотрудники сокращенны и кого возьмут в штат новые владельцы пока не известно.

СЕНТЯБРЬ, 9
Съемочная группа теле программы «Ревизорро»
Телеканал «Пятница» обратился в ГУ МВД по Краснодарскому краю с требованием расследовать случай избиения съемочной группы программы «Ревизорро» в Анапе. Как сообщили на канале, вечером на команду напали сотрудники кафе «Ирина», в котором должны были проходить съемки очередного выпуска передачи. Управляющий вместе с работниками заведения избили операторов и двух охранников, сопровождающих съемочную группу, также они разбили технику на общую сумму более 500 тыс рублей. «Около 18:00 ведущая Елена Летучая, продюсер и два оператора начали съемки в кафе «Ирина», по адресу Гребенская, 1, города Анапы. С сотрудниками группы находились два охранника местного ЧОП, привлеченные для охраны безопасности телевизионных сотрудников. Один из сотрудников кафе, находясь в возбужденном состоянии, начал бросаться на группу, вызвал для подкрепления охранников заведения, поваров, прочий персонал. Разъяренные сотрудники избили оператора группы, разорвали ему губу (повреждения зафиксированы бригадой скорой помощи), повалили на пол второго оператора, избивали ногами его и охранников», - цитируют «Известия» заявление «Пятницы» в ГУ МВД. Зачинщиком драки представители канала называют управляющего кафе Юрия Сулоева: как утверждает съемочная группа, он кинулся на кухню в поисках ножа, но его остановили свои же сотрудники.

СЕНТЯБРЬ, 9
Игорь Бакиров
Рябом с управлением Департамента жилищной политики Москвы по Юго-Западному административному округу проходил пикет жителей аварийного дома. Прибывший на пикет кандидат в депутаты Мосгордумы, муниципальный депутат Александр Попов попытался пройти в помещение управления, чтобы встретиться с руководством и обсудить проблему граждан. Сотрудники охраны не открыли дверь, заявив, что получили такое распоряжение. На место была вызвана полиция, которая заявила: «А что мы можем сделать, дверь что ли ломать?». После того, как Попов заявил, что намерен писать заявление в прокуратуру по факту бездействия полиции, офицеры направились к двери управления жилдепартамента. Охрана пропустила полицейских, депутата Попова, но не пустила журналиста Игоря Бакирова, который требовал пропустить его для выполнения профессиональных обязанностей. Сотрудники охраны с применением физической силы вытолкнули журналиста на улицу, оскорбляя его и нанося удары по ногам. По данному факту Бакиров направил заявление в правоохранительные органы.

СЕНТЯБРЬ, 9-10
Телеканал «ВОТ!»
История с приостановкой вещания телеканала «ВОТ!» (Санкт-Петербург) получила новый виток развития. Зарплаты сотрудникам так и не были выплачены, в прокуратуру Василеостровского района направлено обращение по поводу нарушения трудовых прав. Как сообщает заместитель главного редактора канала Аркадий Дунаев, «площадка, к сожалению, уходит, во всяком случае, на какое-то время». 9 сентября в 12:00 вещание телеканала было приостановлено - истек срок компромисса между руководством и сотрудниками, «пауза», на которую временно поставил телеканал главный редактор Алексей Лушников. В течение двух месяцев «ВОТ!» действовал в рамках минимальных усилий: показывались только повторы старых программ, а из всего персонала работал только один оператор эфира. Такое решение позволяло оставить за каналом аудиторию и частоту вещания, которая в противном случае, по условиям лицензионного соглашения, могла быть передана другому телеканалу. По словам Аркадия Дунаева, «это становилось уже неудобным, потому что наши программы привязаны к текущим событиям». Что будет происходить с каналом после означенного срока, до сих пор было неясно. Алексей Лушников надеется, что трудности временные и канал возобновит свою работу. Но подробнее о датах, сроках и цифрах он не распространялся. Телеканал «Ваше общественное телевидение!», который начал вещание в 2007 году как "первый дискуссионный канал в городе", уже приостанавливал вещание в 2009 году по финансовым трудностям, но в 2011 году оно было возобновлено. В июне этого года, после двухмесячной задержки зарплат, работа канала была снова приостановлена (см. монитор за июнь 2014 года). 10 сентября по некоторым редакциям СМИ было разослано письмо сотрудников телеканала. В нем заявлялось о том, что «в очередной (и, возможно, последний раз) остановлено вещание телеканала «ВОТ!» из-за финансовых проблем, а по сути - из-за многомесячных долгов по зарплате. С ситуацией разбираются прокуратура и трудовая инспекция».

СЕНТЯБРЬ, 10
Александра Скочиленко
В Санкт-Петербурге корреспондента издания «Наблюдатели Петербурга» Александру Скочиленко задержали в администрации Василеостровского района. Журналистку отвезли в отдел полиции. По словам Скочиленко, ее задержали за съемку «закрытого совещания» ТИКа. Однако совещания в здании администрации не было. Фактически происходил процесс выдачи бюллетеней для переноса их на УИКи. Также сотрудниками правоохранительных органов был составлен протокол по статье «Неповиновение полиции». «Утром в администрации Василеостровского района передавали документацию из ТИК №2 в участковые избирательные комиссии, где с сегодняшнего дня проходит досрочное голосование. Туда пыталась пройти Саша, и была задержана, ее не пустили. Причем два раза: в первый отпустили, а во второй - уже задержали. В это время в актовом зале администрации проходил инструктаж - в открытую рассказывали, куда что подкладывать, как фальсифицировать. В администрации сейчас толпа полицейских, чуть ли не у каждой двери стоят, чтобы никто никуда случайно не прошел», - сообщила замглавы МО Гавань Нэлли Вавилина. Александра Скочиленко рассказала, что ее доставили в 16 отделе полиции. «Меня задержали внутри здания администрации, в актовом зале - там якобы обсуждались организационные вопросы, а на самом деле ТИК №2 передавал бюллетени председателям УИКов. Я находилась в зале и пыталась снимать происходящее. Мои действия были законны - это открытый избирательный процесс. По федеральному законодательству, я имею право освещать процесс, у меня имеются все необходимые документы. Между тем в администрацию стянули отряд полиции, нас пытались вывести», - рассказала Лениздат.Ру Скочиленко. На журналистку составлен протокол об административном правонарушении. Из отделения ее выпустили только ночью.

СЕНТЯБРЬ, 10
Юрий Романов
В ФЗГ поступила информация, что в Саянске (Иркутская область) в середине августа было совершено нападение на журналиста. Пострадал Юрий Романов. Сам он описывает случившееся так: «Шел по перелеску, между микрорайонами. На плече кофр с аппаратурой, разговариваю по телефону. Навстречу фигура. Человек поравнялся со мной, вскидываю взгляд, только успеваю отметить, что встречный, представитель среднеазиатской республики, как тут же получаю удар в голову. Первая мысль, аппаратура, пытаюсь защитить её, увернуться, блокирую очередной удар рукой. Появившаяся в конце аллеи пара прохожих, по-видимому, спугнула нападавшего. Он убежал. Да, время то было около трех часов дня. С шумом в голове, с рукой, повисшей как плеть, уж не до работы, вернулся домой. Промучился ночь и утром решил обратиться к медикам. Доктора осмотрели руку, отправили на рентген. И тут же, по заведенному порядку, сообщили о моей уличной травме в местную полицию. Меня же «обрадовали» диагнозом - закрытый осколочный перелом локтевой кости правого предплечья». В Саянске развернулась борьба за кресло мэра на предстоящих 14 сентября выборах градоначальника. Юрий Романов поддерживает кандидата «Справедливой России». Местные единоросы пытаются провести в мэрию своего ставленника. Выборная кампания и нападение на журналиста, может быть, и не связаны между собой. Но спустя некоторое время в редакцию региональной газеты «Сибирский город», с которой сотрудничает Юрий Григорьевич, некто подметнул записку с текстом: «Редактору Романову Ну, че, схлопотал за свои сраные статейки в своей газетенке Может быть и хуже. Рука - это предупреждение». В Саянском отделении полиции по факту случившегося возбуждено уголовное дело.

СЕНТЯБРЬ, 10
Газета «Листок»
В редакции оппозиционной газеты «Листок» (Горно-Алтайск) прошел обыск. Сотрудники управления по противодействию экстремизму МВД по Республике Алтай изъяли восемь компьютеров, в том числе сервер. По какому делу проводился обыск, не уточняется. Издатель газеты Сергей Михайлов назвал инцидент попыткой давления на него.

С. Михайлов заверил, что произошедшее не повлияет на публикацию и распространение бумажного номера газеты.

СЕНТЯБРЬ, 10
Дмитрий Шипилов
В Московской области полиция задержала журналиста Дмитрия Шипилова. Возможная причина – интервью о «Марше за федерализацию Сибири». Дмитрий Шипилов работает в издании «Новый Кузбасс» обозревателем. Вопросы к нему у правоохранителей были связаны с интервью одного из организаторов акции за федерализацию Сибири Артемом Лоскутовым. О задержании журналиста на станции «Чкаловская» сообщил в «Фейсбуке» его коллега Антон Иванов. Позднее задержанный был доставлен в изолятор временного содержания в городе Щелково (Московская область). В апреле 2012 года суд в Кемеровской области приговорил Шипилова к 11 месяцам исправительных работ по обвинению в нарушении статьи 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»). Суд счел оскорбительными публикации Дмитрия Шипилова, касающиеся губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, размещенные в блоге журналиста (см. монитор за апрель 2012 года). По некоторым данным, задержание связано с уклонением Шипилова от исполнения приговора.

СЕНТЯБРЬ, 10-11
Съемочная группа программы «Прецедент»
Съемочная группа программы
«Вести. Новосибирск»
В Новосибирске 10 сентября совершено нападение на съемочную группу телепрограммы «Прецедент». Как сообщила пресс-служба ГУ МВД России по Новосибирской области, журналисты снимали на ул. Толстого сюжет про оказание некачественных услуг одной из фирм по трудоустройству. В ходе съемок на группу напали два человека, разбили видеокамеру и ударили по лицу оператора. В тот же день журналисты подали заявление в отдел полиции № 6 «Октябрьский». «На следующий день эти же лица предприняли попытку нападения на съемочную группу программы «Вести. Новосибирск». По мнению корреспондентов, нападения на съемочные группы производились с целью воспрепятствования профессиональной деятельности журналистов», - говорится в сообщении пресс-службы полиции. 11 сентября, на этом же месте к сотрудникам программы «Вести. Новосибирск» подошли те же молодые люди и, угрожая расправой, потребовали прекратить съемку. Все это было зафиксировано на камеру. Начальник ГУ МВД России по Новосибирской области Сергей Глушков взял проведение проверки по фактам нападения на журналистов под личный контроль.

СЕНТЯБРЬ, 11
Газета «Выськыд серни»
В Республике Коми завершилось рассмотрение административного дела в отношении редактора газеты «Выськыд серни» А. Истомина, которое было возбуждено после обращения в прокуратуру владельца магазина «Рай цен», возмущенного публикацией своей фамилии в указанной газете в рубрике «Дрска позора» - предприниматель обвинил редактора в нарушении закона «О персональных данных». Сначала мировой судья Усть-Ижемского участка признал редактора виновным и назначил наказание в виде предупреждения. Редакция обжаловала это решение в районный суд, который отменил постановление мирового судьи и прекратил производство по делу.

СЕНТЯБРЬ, 11
СМИ Воронежа
Мещанский районный суд Москвы вынес решение по иску воронежского фотографа к столичному филиалу ОАО «ФПК». За незаконное использование фотографии организация должна выплатить истцу 50 тыс. рублей за нарушение исключительных прав и 10 тыс. – в качестве компенсации морального вреда за нарушение неимущественных прав автора. Напомним, что автор фотографии подал иск в ноябре прошлого года, когда обнаружил в поезде № 45/46 «Воронеж-Москва» фотографию воронежского Благовещенского собора, которую сделал некоторое время назад сам. Фото иллюстрировало расписание движения поезда. Фотограф пытался договориться с дочерней компанией РЖД в досудебном порядке, однако ее представители заявили, что на снимке «не указан копирайт» (см. монитор за август 2014 года). В ходе суда представители «ФПК» уже заявили, что в поезде вообще не использовался спорный снимок, однако истец представил доказательства обратного: фотографии и видеозапись, сделанные в вагоне.

СЕНТЯБРЬ, 11
Евгений Вышенков
Роспотребнадзор обвинил главного редактора информационного агентства 47news Евгения Вышенкова в пропаганде курения. Ведомство уже направило официальное письмо в редакцию. В письме говорилось о том, что некий гражданин И. Алтунин обратился с жалобой на поведение главного редактора 47news Вышенкова. «Вышенков неоднократно публикует фотографии с сигаретой. Читатели сайта высказывают свое законное возмущение. Считаем это нарушением закона «О запрете курения». С уважением, И. Алтунин» - написал недовольный гражданин. В связи с этим Роспотребнадзор переслал жалобу гражданина в редакцию, а также в Роскомнадзор по Северо-Западу «ля рассмотрения в пределах компетенции и ответа заявителю». «Рдакция 47news обязана прислушаться к мнению компетентных органов, потому все фотографии Вышенкова с сигаретой незамедлительно ликвидированы» - сообщили журналисты. Сам Вышенков прокомментировал сообщение так: «Поделом мне». И направился в специально отведённое место, в народе называемое «курилкой». В свою очередь, все сотрудники редакции 47news предупреждены о необходимости впредь пристальней следить за поведением Вышенкова. «Также мы просим всех читателей, особенно И. Алтунина, обо всех недостойных, с их точки зрения, нюансах в поведении Е. Вышенкова сообщать на почту 47news, а не в Роспотребнадзор», - добавили в редакции.

СЕНТЯБРЬ, 12
«Телевидение Орехово-Зуево»
Александр Елисеев
В Арбитражный суд Московской области с иском о защите деловой репутации обратилось ЗАО «Управление капитального строительства» (город Егорьевск, Московская область). В качестве ответчиков выступают ООО «Телевидение Орехово-Зуево» и владелец интернет-издания «Орехово-Зуевская неделя» Александр Елисеев. Причиной для судебного разбирательства стали две публикации в интернет-газете «Орехово-Зуевская неделя», вышедшие летом прошлого года. В оспариваемых текстах, в том числе, критически рассматривается деятельность компании-истца. К недостоверным и порочащим «УСК» относит такие фразы, как «сомнительные действия застройщика», «ЗАО «УСК» не спешило подписывать акты выполненных работ» и другие высказывания, относящиеся зачастую к оценочным. Одна из публикаций затем была перепечатана в газете «Свобода и слово» (принадлежит ООО «Телевидение Орехово-Зуево»). Компания требует опровергнуть оспариваемые сведения в обоих изданиях.

СЕНТЯБРЬ, 12
Газета «Площадь Мира»
В Дубне (Московская область) накануне выборов неизвестными выпущен фальшивый выпуск газеты «Площадь Мира». В нем содержатся материалы, порочащие одного из участников предвыборной гонки. Главный редактор издания Ольга Мелкумова категорически отрицает причастность сотрудников газеты к выпуску поддельного номера и даже предъявила справку из типографии, в которой сообщается, что такого номера редакция не печатала, однако обидевшийся почему-то на редакцию кандидат требует наказать «Площадь Мира.

СЕНТЯБРЬ, 12
Сергей Резник
Приговоренный в ноябре прошлого года Первомайским районным судом к полутора годам лишения свободы, блоггер и журналист Сергей Резник на этот раз обвиняется в оскорблении трех представителей власти: заместителя прокурора Ростовской области Климова и сотрудников правоохранительных органов Ищенко и Глинкина (см. монитолр за август 2014 года). Андрей Глинкин также подал заявление о том, что Резник написал на него заведомо ложный донос о совершении им тяжкого преступления. Все четыре эпизода уголовных дел, которые рассматривает Ленинский суд, связаны с постами Резника в его блоге в «Живом Журнале». Перед началом первого открытого заседания все прибывшие в суд могли наблюдать, как два представителя прокуратуры, выступающие в новом процессе государственными обвинителями, зашли в кабинет судьи и находились там полчаса, хотя где-нибудь кроме зала заседаний они общаться не должны. Защита Резника подала ходатайство об отводе судьи Владимира Строкова, однако он, посовещавшись сам с собой, ходатайство отклонил. (По российскому законодательству заявление об отводе судьи рассматривает он сам, а не председатель суда, коллегия судей или какие-либо другие инстанции). Затем судья Строков отклонил ходатайство об отводе стороны обвинения, которое адвокат Резника внес в связи с тем, что прокурор Кашубина уже выступала государственным обвинителем в первом процессе Сергея Резника в Первомайском суде, когда он был осужден. Судья также отклонил просьбу подсудимого ввести в процесс ещё одного защитника Ирину Дергунову. И на втором процессе, как и на первом, Сергей Резник вину свою не признаёт. Он многократно заявлял, что причиной уголовного преследования является оппозиционная деятельность.

СЕНТЯБРЬ, 12
Тимур Куашев
Проведенная в Кабардино-Балкарии судебно-медицинская экспертиза не смогла дать ответа на вопрос, что стало причиной смерти журналиста Тимура Куашева. Новая экспертиза пройдет в Москве, сообщает «Кавказский узел» со ссылкой на отца журналиста Хамби Куашева. Экспертиза была проведена в ГУЗ «Бюро СМЭ» Минздрава КБР. В настоящее время назначена комплексная комиссионная судебно-медицинская экспертиза, которая пройдет в Москве, пояснил Хамби Куашев. По его словам, следственные действия ведутся активно, однако, по делу сына больше сообщить нечего. В середине августа в Следственном управлении СК России по Кабардино-Балкарии подтвердили, что на теле Тимура Куашева был обнаружен след от инъекции. 25 августа Генеральная прокуратура взяла под контроль расследование дела по факту гибели журналиста. В СУ СКР по КБР было возбуждено уголовное дело по статье «Убийство». Дело Куашева также находится на личном контроле у временно исполняющего обязанности главы КБР Юрия Кокова, который выступил за скорейшее и объективное расследование гибели журналиста. Провести тщательное расследование смерти Куашева призвали также в ОБСЕ и ЮНЕСКО. В мае 2014 года Тимур Куашев сообщал об угрозах от сотрудника полиции после задержания в Нальчике на траурном шествии, приуроченном к 150-летию окончания Кавказской войны. В прошлом году журналист заявил о поступивших ему угрозах со стороны интернет-пользователей. Кроме того, по словам редактора журнала Dosh Абдуллы Дудуева, за Куашевым велась слежка. Тимур Куашев исчез вечером 31 июля, его тело было найдено на следующий день в пригороде Нальчика, родные опознали его. Судмедэкспертиза первоначально не выявила признаков насильственной смерти (см. монитор за август 2014 года).

СЕНТЯБРЬ, 12
Игорь Тупальский
В Санкт-Петербурге основателю агентства «Телеграф» угрожают неизвестные. На мобильный телефон предпринимателя Игоря Тупальского поступают звонки с требованием «заткнуть» журналистов, позволяющих себе писать правду о выборах в Петербурге. Анонимы пообещали бизнесмену неприятности. По словам Игоря Тупальского, неизвестные выражали недовольство тем, как агентство освещает события, связанные с кампанией по выборам губернатора Петербурга и муниципальных депутатов. «В ультимативной форме мне предложили «заткнуть» «Телеграф», чтобы не было критических публикаций про нарушения в ходе досрочного голосования», - пояснил господин Тупальский. Если бизнесмен вдруг решит не послушать «доброжелателей», так и не пожелавших представиться, то ему, как заявили неизвестные, гарантированы проблемы. Подобные ситуации крайне неприятны, они заставляют начать поиск тех, кому выгодно «заткнуть» агентство, объективно освещающее ход избирательной кампании в Петербурге. Ответ напрашивается сам собой: это нужно властям, устроившим бутафорские выборы.

СЕНТЯБРЬ, 12
Илья Онегин
В Саратове совершено нападение на корреспондента ИА «Взгляд-инфо» Илью Онегина. Примерно в 8.30 на пересечении улиц Украинская и 50 лет Октября под колеса автомобиля попал велосипедист. Оказавшийся на месте ЧП корреспондент ИА «Взгляд-инфо» Илья Онегин приступил к выполнению профессиональных обязанностей, в то время как водитель автомобиля негативно отнесся к вниманию журналиста. Угрожая физической расправой, мужчина вцепился в фотоаппарат корреспондента и повредил объектив. Редакция официально обращатиоасьь в СУ СКР по Саратовской области и руководителю ведомства Николаю Никитину с просьбой установить местонахождение нападавшего гражданина и дать правовую оценку его действиям.

СЕНТЯБРЬ, 12
Ксения Батанова
В Москве двое неизвестных напали на шеф-продюсера и ведущую телеканала «Дождь» Ксению Батанову в Милютинском переулке. Преступники нанесли более десяти ударов по лицу. Когда девушка потеряла сознание, с неё сняли серёжки и забрали мобильный телефон. Пострадавшая доставлена в больницу. У неё сотрясение мозга и перелом одной из лицевых костей. Ее уже допросили следователи в рамках уголовного дела, возбужденного по статье 116 УК РФ («Грабеж»). В сообщении телеканала «Дождь» говорится, что Батанова была членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. В воскресенье она должна была работать на данном участке.

СЕНТЯБРЬ, 14
Газета «Слово народа»
В Тюменской области ряде в сельских районах на выборах 14-го сентября журналисты «мешали работать» участковым комиссиям. Так, в Ялуторовске, где помимо областного главы выбиралась городская дума, председатель УИК 2719 Анастасия Седова попыталась удалить с участка главного редактора газеты «Слово народа» Максима Карпикова. Ей не понравился заданный им вопрос: почему она отказывается регистрировать в качестве наблюдателя мужчину, предъявившего военный билет (ведь по закону этот документ приравнен к паспорту)? Седова потребовала, чтобы журналист покинул помещение. Он попросил предъявить письменное решение УИК о его удалении. Тогда, рассказал ФЗГ Максим, председатель смягчилась и позволила ему остаться на участке. Аналогичный случай произошел с корреспондентом того же издания в Тюменском районе, где проходили выборы в муниципальную думу: устным приказом председателю комиссии не удалось выдворить журналиста, а излагать свое требование в письменном виде и подписывать глава УИК не рискнул.

СЕНТЯБРЬ, 14
Ярослава Пархачева
Выборы на 391-м избирательном участке поселка Шудаяг под Ухтой (Республика Коми) проходят со скандалом. За час до закрытия участка член УИК с правом решающего голоса Алексей Колесник заметил, как один из членов территориальной избирательной комиссии переписывает что-то в книгу со списками избирателей с листка на столе. Алексей громко заявил о том, что в комиссии совершается уголовное преступление, после чего попросил корреспондента интернет-журнала «7x7» Ярославу Пархачеву начать вести съемку. За абсолютно законную съемку журналиста было решено удалить из зала. За удаление члены ТИКа проголосовали единогласно. Как следует из решения, «журналист нарушила порядок в помещении для голосования избирательного участка, а именно: ходила по избирательному участку, вела фотосъемку избирателей, чем мешала работе комиссии и членам УИК».

СЕНТЯБРЬ, 14
Александра Скочиленко
Журналиста Александру Скочиленко повторно задержали в администрации Василеостровского района (Санкт-Петербург). Об этом ЗАКС.Ру рассказал член «Наблюдателей Петербурга» Алексей Белоозеров. «Саша стояла в здании администрации и ничего не делала. К ней подошли полицейские с номерами жетонов 007730, 00771, 007748 и 007728 и, сказав, что она обязана была явиться в полицейский участок по первому требованию, доставили ее, как они говорят, в 16 ОП. При этом она не подписывала бумагу о том, что обязана явится по первому требованию совершенно точно», - заявил Белоозеров. Напомним, Александра Скочиленко, корреспондент издания «Наблюдатели Петербурга», была задержана 10 сентября в администрации Василеостровского района во время инструктажа председателей УИКов, как им работать со списками избирателей, и доставлена в 16 отделе полиции.

СЕНТЯБРЬ, 14
СМИ Ростовской области
Выступая на Медиафоруме независимых региональных и местных СМИ в Санкт-Петербурге в апреле 2014 года, президент Путин пообещал сделать так, чтобы реформирование «Почты России» проводилось «аккуратно, не разрушая другие отрасли, в том числе и средства массовой информации, не ставя их в сложное положение». И вот уже наступила осень, а с ней и новая подписная компания, но положение СМИ, особенно региональных и местных, только ухудшилось. «Почта России» почти в два раза повысила тарифы на доставку периодических изданий с 1 апреля 2014 года, отчего подписная цена газет выросла на четверть. Руководители ведомства заявили, что раз в бюджете Российской Федерации на второе полугодие 2014 года уже нет привычной строки о субсидировании этого вида почтовых услуг, и «Почте России» придется поднять цену. Субсидий не будет и впредь: Госдумой в первом чтении принят законопроект «О почтовой связи», и в нём написано, что правительство РФ прекращает государственные субсидии для «Почты России» на покрытие убытков, связанных с доставкой газет и журналов. Однако в так называемый льготный период подписки на первое полугодие ещё сохранялась старая цена и газеты опубликовали статьи-обращения к своим читателям с просьбой подписаться именно в эти дни. Люди в глубинке живут отзывчивые: чуть ли не 100% подписки на многие районные газеты пришлось именно на льготный период. «Для наших читателей повышение подписной цены даже на 100-200 рублей уже существенно, многие сельские пенсионеры получают пенсию 6000 – 7000 рублей и вынуждены считать каждую копейку, - говорит редактор Белокалитвинской районной газеты «Перекресток» Светлана Алипова. - Поэтому 98% наших подписчиков оформили подписные квитанции на второе полугодие в льготный период. А теперь его фактически не будет – и в так называемую декаду подписки скидки не предусмотрены. Я работаю журналистом и редактором уже не один десяток лет и знаю, что всегда наши расходы делились примерно на три части: 30% нужно было отдать типографии, 30% - почте или «Союзпечати», а остальное – это уже наши зарплаты, командировочные арендная плата за помещение». Все коллеги-редактора районок ожидают падения тиражей. Но саму почту это, похоже, устраивает: я сама слышала, как генеральный директор ФГУП «Почта России» Дмитрий Страшнов, отвечая на одном из форумов на вопросы журналистов, заявил, что эти. дотации нужны. Они, дескать, всё равно не покрывают расходов, зато головной боли хватает – счетная палата бесконечно проверяет расходование этих средств. Руководители СМИ считают, что почтовый топ-менеджер лукавит, а счетная палата, антимонопольная служба и прочие контролирующие органы все-таки явно не досчитали истинные и мнимые затраты почтовиков на доставку газет и журналов. Только один пример: подписка на ростовскую областную газету «Наше время» стоит теперь 876 рублей, и редакции достается из этой суммы всего 145 рублей. (И это на всё – от производства бумаги и типографских расходов до оплаты труда журналистов). Остальное берет себе почта. И никаких льгот на подписку на 2015 год для читателей областной газеты не предусмотрено. Во время медиа-форума в Питере, который проводил Общероссийский Народный фронт, вопрос про катастрофу с подпиской задали президенту. Он дал поручение правительству разработать меры по поддержке региональных и муниципальных газет, пострадавших при повышении цен, и даже намекнул на возможность возвращения субсидий почте на доставку газет и журналов. «Может быть, это должно сопровождаться – не может быть, а по уму – определёнными дотациями», - сказал Владимир Путин. На самом деле многие СМИ получают поддержку от властей. На том же питерском медиа-форуме прозвучала одна весьма внушительная цифра: печатным СМИ в 2014 году выделено 70 млрд. рублей господдержки. Весь вопрос только в том, кто и за что их получил… В профессиональной среде называются сумасшедшие цифры дотаций «Российской газете». А на портале госзакупок http://zakupki.gov.ru любой желающий может узнать, сколько стоит пиар областной или краевой власти на местном телевидении или в местных газетах. Минута вещания об успехах правительства Ростовской области в эфире Государственной телекомпания «Дон-ТР» обходится налогоплательщикам от шести до восьми тысячи рублей, а Издательский дом «Медиа Юг» получает десятки миллионов рублей за пиар губернских властей в своих глянцевых журналах и в других изданиях, которые жители глубинки, естественно, никогда в глаза не видели. Похоже, наши правители считают, что и районные и областные газеты им тоже читать ни к чему?

СЕНТЯБРЬ, 14
Александр Сотник
Мария Орловская
В центре Москвы задержаны независимый журналист Александр Сотник и его жена, видеооператор Мария Орловская. На набережной около Кремля они снимали окрестности Москвы-реки. Как сообщил Александр Сотник, ему и его жене полицейские предложили проехать в отделение для «профилактической беседы». После отказа ехать к ним была применена физическая сила, и они принудительно были доставлены в ОВД «Китай-город». Как рассказала ОВД-Инфо Орловская, их задержали якобы по «ориенировке», и в ОВД безуспешно искали «взрывное устройство», после чего журналистов отпустили из полиции без составления протокола.

СЕНТЯБРЬ, 14
ЗАКС.Ру
Редакция сайта ЗАКС.Ру подверглась атаке, целью которой является попытка заблокировать работу сайта и не позволить ей освещать многочисленные нарушения на губернаторских и муниципальных выборах, многие из которых, по глубокому убеждению редакции, должны были бы лечь в основу уголовных дел. После неоднократных безуспешных попыток «уронить сам сайт» злоумышленники смогли осуществить атаку на оборудование редакции, заблокировать доступ к интернету, что сказывается на оперативности публикации новостей. Около 12:00 в единый день голосования неизвестные совершили атаку на пропускную способность канала, за счет которого редакция обеспечивается доступом к сети интернет. Канал был забит паразитным трафиком, что привело к отключению оборудования редакции от сети. На эти действия люди, заинтересованные в том, чтобы факты нарушений и фальсификация на выборах не стали достоянием общественности, пошли после того, как убедились, что не смогут осуществить успешную Ddos-атаку непосредственно на сам сайт ЗАКС.Ру.

СЕНТЯБРЬ, 14
Михаил Фёдоров
Елена Заболотных
В Санкт-Петербурге корреспондентам «Новой газеты в Петербурге» Михаилу Фёдорову и Елене Заболотных угрожали на избирательном участке №60 в МО Екатерингофский. «Мы пытались взять интервью у председателя участковой комиссии (УИК) Оксаны Рухлядко. Это почему-то разгневало ее. Она начала ругаться. Мы сняли это на видео. После к нам подошли непонятные 4-5 молодых людей и настойчиво советовали выйти поговорить с ними. Мы отказались и вызвали полицию, - рассказал Фёдоров. Полиция без объяснений увезла корреспондентов в 77-ой отдел полиции.


СЕНТЯБРЬ, 14
Журналисты сайта «Наблюдатели Петербурга»
Газета «Мой район»
Представитель организации «Наблюдатели Петербурга», член ТИК №1 с правом совещательного голоса Иван Квасов рассказал, что за 20 минут в организацию поступило 15 звонков об удалении журналистов «Наблюдателей Петербурга» с участков. Предлогом является то, что такое СМИ не работает. Функционировать ему не позволяют Ddos-атака, однако оно все же является зарегистрированным. Сами наблюдатели уверены в том, что председателям комиссий поступает SMS-указание об удалении журналистов «Наблюдателей Петербурга». На это указывает то, что именно после получения сообщений представители комиссий начинают выгонять активистов. Также в организации есть информация об удалении представителя издания «Мой район» Ксении Ермошиной с УИКа №2183 на площади Искусств, 2.

СЕНТЯБРЬ, 14
СМИ Санкт-Петербурга
В Санкт-Петербурге глава участковой избирательной комиссии №60 МО Екатерингофский Оксана Рухлядко пыталась удалить всех наблюдателей и журналистов. Об этом ЗАКС.Ру сообщила корреспондент «Новой газеты в Петербурге» Александра Гармажапова, которая находится в этом УИКе. Как рассказала журналистка, ровно в 20:00 Рухлядко потребовала, чтобы помещения покинули все, кроме членов УИК с правом решающего голоса. Журналисты возмутились и потребовали показать норму закона, по которой они не имеют право присутствовать при подсчете голосов. «Минут 10 мы с ней (с Рухлядко – прим.ред.) пререкались, затем она вышла в какую-то подсобку. Вернувшись оттуда, она передумала всех выгонять, однако потребовала, чтобы все журналисты и наблюдатели удалились от стола на 15 метров. Так абсолютно невозможно проверить есть там фальсификации или нет, просто ничего не видно, - сообщила Гармажапова. Кроме того, на УИК №60 наблюдателям и журналистам препятствовали видеосъемке, требовали от журналистов зарегистрироваться, затягивая процесс регистрации.

СЕНТЯБРЬ, 14
Газета «Мой район»
В Санкт-Петербурге член «Наблюдателей Петербурга» Алексей Белозеров сообщил, что на УИК №121 приехали два корреспондента газеты «Мой район» и им отказали в праве присутствовать на участке. Причина в том, что в редакционном задании у них перечислены УИКи через тире, и председатель им заявил, что, «возможно, это не тире, а минус, кто знает?». Журналистов удалили за «недостойное поведение». Как сообщил член избирательной комиссии с правом решающего голоса Александра Балабан, «журналистов удалили с формулировкой, вроде, «разговор на повышенных тонах». Было решение избирательной комиссии, которое не подписали некоторые её члены, в том числе я», - рассказала Балабан. Из УИК №121 пытаются удалить члена избирательной комиссии с совещательным голосом. Об этом сообщил кандидат в муниципальные депутаты МО Васильевский от КПРФ Андрей Язов. Кроме того, по словам кандидата в муниципальные депутаты МО Васильевский от КПРФ Андрея Язова, на том же участке комиссия отказывается регистрировать представителей СМИ и запрещает им вести видеосъемку. При этом председатель УИКа отказывается предъявить свое удостоверение.

СЕНТЯБРЬ, 14
«Новая газета в Петербурге»
Газета «Автовские ведомости»
Екатерина Горбань
В Санкт-Петербурге декларируемая прозрачность в ходе выборов оказалась далека от реальности. Об этом говорят, например, почти три сотни звонков с жалобами на нарушения прав членов комиссий, наблюдателей и журналистов на горячую линию «Наблюдателей Петербурга». Так, внештатного корреспондента «Новой газеты в Петербурге» Владимира Семыкина удалили из УИКа №226, расположенной на территории МО «Парнас». Наличие удостоверения и редакционного задания не оградило журналиста от формулировки о нарушении некоего регламента. Удалиться с участка у Семыкина также требовал неизвестный молодой человек в спортивном костюме. С УИКа № 207 удалили депутата МО Автово, корреспондента зарегистрированной Роскомнадзором газеты «Автовские ведомости» Илью Шмакова по письменному указанию председателя комиссии. Аргументировалось решение тем, что председатель такого СМИ не знает и ей необходима запись из реестра о том, что такое СМИ зарегистрировано. Для удаления Шмакова приезжали два представителя казачьей дружины. Журналистку Екатерину Горбань удалили из УИК № 1401, расположенной на территории МО «Пулковский меридиан», сославшись на «неподтверждение права нахождения на данном избирательном участке». «Неподтверждение» это заключалось в том, что в редакционном задании члены комиссии не увидели номера конкретного участка.

СЕНТЯБРЬ, 14
СМИ Санкт-Петербурга
В Санкт-Петербурге порядка 30 журналистов не пускают в территориальную избирательную комиссию №16 и №30 в МО Лиговка-Ямская, сообщает корреспондент ЗАКС.Ру. У дверей избиркома стоят так журналисты «Фонтанки», «Регнума», «Эхо Москвы», «Коммерсанта» и других изданий. Несмотря на то, что журналисты предъявили охраннику свои удостоверения, он отказывается пропускать представителей прессы, отвечая им: «А что, у нас что-то происходит? Зачем вы пришли?». Затем от пришедших журналистов незаконно потребовали редакционные задания. После резонного протеста требования изменили, теперь для допуска нужно было составить список всех прибывших с указаниями данных редакционных удостоверений. После того, как требование было выполнено, журналистов выпроводили из помещения под предлогом отсутствия руководителей ТИКов. Когда все представители СМИ - около тридцати человек - оказались на улице, двери просто закрыли на ключ. А у журналиста «Новой газеты» и «Росбалта» отобрали удостоверения якобы на проверку, но, перед тем как запереться, вернули их.

СЕНТЯБРЬ, 15
Дмитрий Флорин
Партия «ЯБЛОКО» проводила акцию против фальсификаций на выборах в Мосгордуму, которые состоялись днем ранее. Акция проходила около памятника Юрию Долгорукому на Тверской, напротив здания мэрии. Фото- и видеосъемку акции осуществляли около десятка журналистов, в том числе корреспондент ФЗГ Дмитрий Флорин. Снимая одного из участников акции, который стоял с плакатом рядом с машиной полиции, Дмитрий почувствовал удар по рукам, который кто-то нанес ему из-за спины. Обернувшись, журналист увидел мужчину в гражданской одежде, который попытался нанести еще несколько ударов по фотокамере. На вопрос Д. Флорина о причинах агрессии нападавший ответил грубой бранью, после чего сообщил, что «здесь нельзя снимать». Журналист отошел в сторону, переключил камеру из фото- в видеорежим и пошел к нападавшему со словами: «А теперь объясните, на каком основании вы нарушаете закон о СМИ». Тот стал отворачиваться от объектива, и, поскольку журналист продолжил свои попытки, вскоре сбежал. Все происходящее видели находившиеся поблизости сотрудники полиции. Д. Флорин подбежал к ним и потребовал, чтобы полицейские задержали и установили личность нападавшего. Однако сотрудники полиции ответили, что по всем вопросам журналист должен обращаться в находящееся неподалеку ОВД Тверское. Д. Флорин намерен написать заявление в прокуратуру о бездействии правоохранительных органов при обращении граждан во время совершения нападения на журналиста, находящегося при исполнении профессиональных обязанностей.

СЕНТЯБРЬ, 16
СМИ Екатеринбурга
В Екатеринбурге председатель правления «Банка24.ру» Борис Дьяконов отказался прокомментировать отзыв лицензии у кредитного учреждения и чуть ли не под руки вывел представителей прессы за дверь. В самом банке установилась напряженная обстановка, работники расстроены и некоторые из них не скрывают слез. Журналисты обратились за комментарием к члену совета директоров Борису Дьяконову «Банка24.ру». Съемочная группа приехала в головной офис, прошла через охрану, спокойно поднялась на четвертый этаж и зашла в кабинет председателя правления. В это время в нем проходило экстренное совещание, за столом сидело около 10 человек. У всех был озадаченный вид. Когда к Дьяконову обратились представители СМИ, он замотал головой и отказался отвечать на вопрос о том, как банк будет работать с клиентами. «Вкладчиков пусть успокаивает Агентство по страхованию вкладов. Я не должностное лицо. Друзья, встали и вышли, пожалуйста», - обратился Борис Дьяконов к журналистам. После этого он поднялся с места, подошел к корреспонденту с оператором и попытался вывести их. Когда журналисты попросили не трогать их руками, Дьяконов просто отошел в сторону и встал к ним спиной, а его коллеги проводили представителей прессы до двери. Лицензию «Банка24.ру» отозвали с формулировкой «Нарушение федерального закона о противодействии легализации доходов и финансировании терроризма». В кредитном учреждении вину признали, извинились перед вкладчиками и клиентами, а также заверили, что, несмотря на отзыв лицензии, компания финансово состоятельна.


СЕНТЯБРЬ, 16
СМИ Брянска
Брянским журналистам впервые отказали в аккредитации на День города. По словам пресс-секретаря губернатора Дмитрия Огнева, это сделано ради безопасности самих представителей СМИ. Журналисты и фотографы с удивлением узнали, что практически все представители печатных и электронных СМИ оказались не аккредитованными на День города. В пресс-службе горадминистрации пояснили, что теперь этим вопросом занимается пресс-служба областного правительства. Подобное произошло впервые за последние годы. Ранее разрешение на съемку во время праздник получали без проблем.

СЕНТЯБРЬ, 16
Сергей Ковальченко
Сергей Зорин
В конце августа на кладбище возле поселка Выбуты в Псковской области неизвестные люди атаковали журналистов нескольких изданий, работавших на месте похорон военнослужащих, которые погибли «при неизвестных обстоятельствах» не то в Ростовской области, не то на востоке Украины. Пострадали Нина Петлянова («Новая газета»,) Ирина Тумакова (сайт «Фонтанка.ру», Владимир Роменский (телеканал «Дождь»), Илья Васюнин (портал «Русская планета», а также сотрудники информационного агентства «Телеграф» (Санкт-Петербург) - главный редактор Сергей Ковальченко и корреспондент Сергей Зорин. В частности, С. Ковальченко и С. Зорин были задержаны неизвестными в штатском, которые без какого-либо объяснения причин отобрали у журналистов фотокамеру и уничтожили все снимки (см. монитор за август 2014 года). С. Ковальченко написал заявление в полицию, и вот – не прошло и месяца – ситуация проучила дальнейшее развитие. «Полиция Псковского района провела оперативные мероприятия на пятёрку с плюсом. Во-первых, в моем заявлении о преступлении не было указано, кто конкретно нас удерживал на кладбище в Выбутах, так как эти люди не представились ни нам, не сотрудникам полиции, приехавшим на место. Потом, полицейские выяснили, кто эти люди и что они являются военнослужащими Черниговской десантно-штурмовой дивизии. Кроме того, полицейские констатировали совершение неправомерных действий, «которые выразились в воспрепятствовании фотографированию». То есть – это воспрепятствование законной деятельности журналиста», - цитирует С. Ковальченко Псковское агентство информации. А далее за дело взялись военные следователи, которым поступили материалы проведенной полицейскими проверки. Вскоре журналисты получили ответ заместителя руководителя военного следственного отдела Следственного комитета РФ по Псковскому гарнизону М. Андреева, в котором сообщалось, что военнослужащие С. Злобин и С. Кузьмин совершили всего лишь мелкое хулиганство. «За данные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность. Согласно Дисциплинарному уставу ВС РФ, привлечение к дисциплинарной ответственности Злобина С.И. и Кузьмина С.В. входит в компетенцию командования войсковой части», - говорится в ответе М. Андреева. Таким образом, военные следователи решили, что произошедшее 26 августа на кладбище в Выбутах – не нарушение статьи 144 УК РФ (Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»), а так, банальное хулиганство, и никаких оснований для возбуждения уголовного дела по упомянутой статье нет. Так что с безнаказанностью опять все в порядке. Военнослужащие и впредь могут кидаться на журналистов – им грозят только санкции командира. Например, выговор, строгий выговор, лишение очередного увольнения и даже лишение нагрудного знака отличника; наконец - как крайняя мера - дисциплинарный арест. Кроме того, в Дисциплинарном уставе ВС РФ сказано, что «командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге»…

СЕНТЯБРЬ, 16, 17
Издание «Авдет»
В здании Меджлиса крымско-татарского народа в Симферополе (Республика Крым) сотрудниками ФСБ и полиции проведен обыск. Также прошел обыск в редакции крымскотатарского издания «Авдет», расположенного в этом же здании. Проведение обыска объясняют следственными действиями. Об этом представители ФСБ рассказали главе управления Меджлиса по внешним связям Али Хамзину, назвавшему данные действия провокацией. Журналистам, снимающим происходящее, пригрозили арестом. Правоохранители, ссылаясь на статью 20.2 АК РФ (о проведении собраний и митингов), проверяют всех представителей прессы и требуют аккредитацию Российской Федерации. 17 сентября стало известно, что власти вынуждают Меджлис крымскотатарского народа, фонд «Крым» и редакцию газеты «Авдет» в течение суток освободить занимаемое здание в центре Симферополя. Здание принадлежит фонду «Крым», однако суд выдал исполнительный лист, запрещающий организации распоряжаться собственным.

СЕНТЯБРЬ, 17
Все СМИ
Государственная Дума 17 сентября отклонила законопроект о предоставлении неприкосновенности сотрудникам СМИ, который в августе 2013 года поступил от депутатов фракции «Справедливая Россия». Законопроект об «установлении иммунитета для лиц, занимающихся служебной и профессиональной деятельностью журналиста» предусматривал особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников масс-медиа – такой же, как для представителей целого ряда профессий (судей, адвокатов, аудиторов, а также депутатов и членов избирательных комиссий). Авторы законопроекта Михаил Сердюка и Олег Михеев считают, что «профессиональная деятельность журналиста опаснее, чем многие иные профессии, о чем свидетельствуют общеизвестные многочисленные трагические факты нападений на журналистов». Они предложили, в частности, чтобы уголовное преследование журналистов было возможно только с санкции прокурора субъекта федерации. Однако коллеги не поддержали депутатов Сердюка и Михеева. Сначала думский комитет по информационной политике рекомендовал отклонить этот законопроект, ссылаясь на то, что российской законодательство уже предусматривает ответственность за преступления против прессы и обеспечивает защиту журналистов. Были упомянуты пункт 2 статьи 105 УК РФ («Убийство лица и его близких в связи с исполнением служебного долга и воспрепятствованием служебной деятельности») и статья 144 УК РФ («Воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста»). Эти доводы представляются весьма спорными. Да, статья 105 УК РФ применяется, но если учесть, сколько убийств журналистов было расследовано и сколько преступников понесли наказание, то придется сделать вывод, что она не обеспечивает защиту представителей прессы. Что же касается статьи 144 УК РФ, то она, хотя и существует, но практически не используется. Да, иной раз дела по этой статье возбуждаются, но мало кто может вспомнить, когда они доходили до суда, и тем более - когда суды заканчивались осуждением виновных. Как свидетельствуют данные мониторинга ФЗГ, в большинстве случаев дела о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналистов в дальнейшем либо переквалифицируются на другие, более мягкие статьи, либо заканчиваются ничем. А дела, доведенные до конца, можно пересчитать по пальцам. Вот статистика: с 2006 по 2014 год суды дважды отправляли обвиняемых по статье 144 УК РФ в психиатрические стационары (Саратов, Приморский край), четыре раза приговаривали подсудимых к лишению свободы условно - от 10 месяце до 2,5 лет (Новосибирская область, Республика Алтай, Пермь, Сургут). И лишь однажды преступник получил реальный срок - 3,5 года заключения c отбыванием наказания в колонии общего режима – за нападение на журналиста Первого канала во Владикавказе. Получается, неработающую статью 144 УК РФ и малоэффективную в нашем случае статью 105 УК РФ нельзя считать достаточной защитой для журналистов. Однако депутаты Госдумы решили иначе и отклонили законопроект о предоставлении неприкосновенности сотрудникам СМИ. Будем ждать новых преступлений?

СЕНТЯБРЬ, 18
НТВ
Бизнесмен и блогер Артемий Лебедев требует от НТВ извинений и компесации в размере 2 копеек за утверждение, что он назвал трусами фронтовиков в своей заметке в ЖЖ «Город-трус» о Бресте. Соответствующий иск Лебедев подал в Пресненский районный суд Москвы. Всё началось с рейтинга CNN об 11 самых уродливых монументах мира. Вторую строчку, по версии редакции, занял памятник героям-защитникам Брестской крепости «Мужество» в Белоруссии. Рейтинг вызвал резкую реакцию со стороны российских властей. В российском МИДе назвали циничной и кощунственной такую оценку памятника. Глава московского бюро CNN был вызван в министерство на разговор, после чего извинился; позже обзор был и вовсе удален с сайта CNN. Не мог не выступить Лебедев. В начале февраля он опубликовал запись «Город-трус», в которой, помимо сомнения в архитектурной ценности памятника в Бресте, высказался и об отношении в России к памятникам Великой Отечественной войны в общем. Он уверен, что в стране этих памятников слишком много. Лебедев также отметил, что обзор CNN юмористический и что «надо отделять мух от котлет»: «Отдельно - подвиг людей. Отдельно - качество памятника». Он также дает политическую оценку происходящему в Бресте накануне войны. «Возьмем Брест. Удивительный город. Каждый век по две-три войны, город постоянно разрушают и уничтожают. А живет. И вот начинается вторая мировая. 1939 год. СССР и фашистская Германия подписывают соглашение о разделе Европы, согласно которому кусок с Брестом уходит нам. Ничего страшного – это же мы, добрые красные воины, мирные советские люди. Город к тому времени был совершенно польским». С наступлением немцев в июне 1941 года жители покидают город, продолжает Лебедев, поскольку «защищать «родину» совершенно не желают», а защищать Брестскую крепость остается советский полк. «Именно поэтому Брест – не город-герой (единственный из городов-героев), а крепость-герой. Это официальное наименование: Брест – крепость-герой. Потому что город Брест – не герой, а трус, если раздавать оценки», – заключил истец. В эфире НТВ Лебедева обвинили в том, что ему «заказали» фронтовиков. «На своей странице Лебедев назвал фронтовиков трусами, а памятник героям, которые погибли, защищая родину, – не иначе как куском бетона», – говорится в сюжете и материале на сайте телеканала. Автор сюжета утверждает, что «циничные посты в адрес ветеранов блогер публикует каждый год в канун 9 Мая, тем самым, видимо, стараясь еще сильнее оскорбить фронтовиков». До обращения в суд Лебедев требовал от НТВ опровергнуть высказывание о том, что он назвал фронтовиков трусами, но канал не отреагировал, следует из искового заявления. «Указанные сведения не соответствуют действительности, порочат мою честь, я не использовал таких слов», - цитируют иск Лебедева в Пресненском суде.


СЕНТЯБРЬ, 18
«Экспресс-газета»
Издание «Твой день»
Газета «Жизнь»
Савеловским судом Москвы взяты в производство четыре иска о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда в размере 10 млн руб. к ряду изданий холдинга News Media, которым руководит Арам Габрелянов, от известного российского актера Сергея Безрукова и его жены Ирины. Чете Безруковых не понравилось, что в «Экспресс-газете» была опубликована статья «Почему Безруковы молчат о детях», в издании «Твой день» - «Сергей Безруков отправился с женой в отпуск, игнорируя скандал с внебрачными детьми», а в газете «Жизнь» - Безруков шесть лет прятал внебрачных детей». Безруков просит суд взыскать с газет «Твой день» и «Жизнь» по 3 млн руб. в счет компенсации морального вреда, с «Экспресс-газеты» - 2 млн рублей. Аналогичную сумму с «Экспресс-газеты» требует взыскать жена актера. В исковом заявлении Безруковы утверждают, что ответчики не получали согласия на использование изображения актера. Ранее на официальном сайте Безрукова было опубликовано его обращение к журналистам, где сообщалось: «В начале cентября 2014 года ряд средств массовой информации грубо нарушили действующее законодательство и распространили материалы, касающиеся частной жизни Сергея и Ирины Безруковых, не только не получив на это их согласия, но и будучи осведомленными о том, что Сергей и Ирина категорически возражают против вмешательства в их частную жизнь». Также в обращении говорилось, что «Сергей и Ирина Безруковы будут продолжать защищать свои права и законные интересы путем подачи соответствующих исков и иными предусмотренными законом способами».

СЕНТЯБРЬ, 18
Сайт Russia Today
Редакция телеканала Russia Today сообщила о мощнейшей DDoS-атаке на свой сайт. Соответствующая информация опубликована на ресурсе. «Сайт RT.com сегодня подвергся самой мощной DDoS-атаке за все время существования телеканала. Мощность DDoS-атаки типа UDP-flood на сайт RT достигала 10 Гбит/сек. Благодаря надежной технической защите сайта, RT.com был недоступен лишь несколько минут, однако при этом DDoS-атака продолжалась», - говорится в сообщении. Ответственности за хакерскую атаку пока никто не заявлял.

СЕНТЯБРЬ, 18
Съемочная группа московского бюро Би-би-си
Съемочная группа московского бюро Би-би-си подверглась нападению неизвестных в Астрахани, сообщает корреспондент Британской вещательной корпорации Стив Розенберг. Журналисты прибыли в Астрахань для подготовки материала по поводу сообщений о гибели российских военных возле границы с Украиной. По словам Стива Розенберга, как только они вышли из кафе и подошли к машине, на них напали не менее трех агрессивно настроенных мужчин. Нападавшие отобрали у журналистов камеру, разбили оборудование, избили оператора, а затем скрылись. Сейчас журналисты находятся в Москве, они в безопасности. Как сообщил корреспондент Би-би-си, пока журналисты около четырех часов давали показания в полиции, кто-то проник в их машину и стер видеозаписи с карт памяти. В полиции Астрахани факт нападения на журналистов подтвердили. В настоящее время возбуждено уголовное дело по статье 161 УК РФ(«Грабеж»), ведется розыск нападавших.

СЕНТЯБРЬ, 18
Орхан Джемаль
Журналиста Forbes Орхана Джемаля задержали в аэропорту «Домодедово». Ранее у пограничников возникали вопросы по поводу виз таких стран как Афганистан и Сомали, сообщает «Эхо Москвы». со ссылкой на самого корреспондента Forbes. Журналист прилетел поздно вечером из Киева, где находился по заданию редакции. Комментариев пограничной службы пока не поступало. Орхан Джемаль рассказал, что пограничники, увидев мусульманскую фамилию, попросили его ответить, когда он получил российский паспорт, а также сообщили, что имеют право задержать его на три часа. «Я не думаю, что это такая уж важная вещь, но очень неприятная. Я возвращался из командировки, пересекаю границу в «Домодедово», и вдруг возникает удивительный вопрос. Разглядывают паспорт и говорят: «Так, а когда вы приняли российское гражданство? Мы вообще как бы имеем право вас задержать на три часа. И сейчас вас будем дактилоскопировать». Я сто раз летал туда-обратно и впервые встречаю такую реакцию на мое имя. Я никакого гражданства не принимал, всегда был гражданином России, а до того – СССР. Всю жизнь я прожил в Москве, и вдруг на основании того, что я Орхан Гейдар-оглы, меня начинают теребить и выяснять, когда я принял гражданство. Такая вот история», - рассказал журналист в блоге на «Эхе Москвы».

СЕНТЯБРЬ, 19
Орхан Джемаль
Симоновский суд Москвы удовлетворил иск о защите чести и достоинства дагестанского парламентария Шамиля Исаева к журналисту Орхану Джемалю. Суд обязал журналиста выплатить депутату 200 тысяч рублей за публичные обвинения в причастности к убийству Хаджимурада Камалова, заявил представитель истца Виктор Бадьян. Как уже сообщалось, Шамиль Исаев требовал возмещения морального вреда за распространение 20 июня 2013 года на сайте «Кавказская политика» сведений о ходе расследования убийства дагестанского журналиста Хаджимурада Камалова. Автор статьи Орхан Джемаль, основываясь на оперативных материалах, высказал предположение, что Исаев может быть причастен к убийству Хаджимурада Камалова (см. монитор за август 2013 года). Хаджимурад Камалов был убит 15 декабря 2011 года в Махачкале недалеко от офиса «Черновика». Следствие связывает убийство с профессиональной деятельностью Камалова. Суд под председательством Юлии Бобровой, исследовав заключение лингвистической экспертизы, постановил, что в спорной статье содержатся сведения, порочащие депутата Народного собрания Дагестана Шамиля Исаева, сообщил представитель Шамиля Исаева Виктор Бадьян. «Суд обязал Джемаля выплатить компенсацию морального вреда в размере 200 тысяч рублей, а также оплатить понесенные истцом судебные издержки. В своих материалах Орхан Джемаль, ссылался на некие «оперативные справки», в которых якобы содержалась информация о причастности Шамиля Исаева к двум громким убийствам дагестанских журналистов. Московский суд не смог получить от представителя ответчика ни оригиналов этих «оперативных документов», ни объяснения того, как материалы из незакрытого уголовного дела могли попасть в руки автора статьи. Сам Орхан Джемаль, который в начале судебного разбирательства заявлял о том, что сделает все необходимое для установления истины об убийстве журналиста, на суде так и не появился», - заявил Виктор Бадьян. По его словам, суд счел порочащей и недостоверной часть высказываний, содержащихся в статьях Орхана Джемаля, опубликованных на сайте «Кавказская политика» и на сайте телеканала «Дождь». Предсказуемым решение суда назвал представитель Орхана Джемаля Биякай Магомедов. «Заинтересованность судьи была очевидна, и поэтому я заявлял ей отвод. С самого начала было понятно, что суд уже сформировал определенное мнение и поддерживает только одну сторону. Документы, которые доказывали наши доводы, суд истребовать отказался, когда мы разыскали и представили их сами, суд не стал их приобщать к делу. Я просил суд приостановить дело в порядке 215 статьи ГПК («Обязанность суда приостановить производство по делу»), чтобы дождаться приговора на процессе по делу об убийстве Малика Ахмедилова, судья снова нам отказала», - сказал Биякай Магомедов. По его словам, он обязательно обжалует это решение.

СЕНТЯБРЬ, 19
Сайт «Vladtime.ru»
Новостной сайт «Vladtime.ru» подвергся очень сильной хакерской атаке, вследствие чего почти сутки ресурс не мог полноценно работать. Как установили специалисты-техники, через взломанный админраздел злоумышленники попытались получить доступ в рабочую структуру ресурса и прописать в ней вредоносный код. Проблема была устранена в течение ближайших часов, однако в некоторых поисковых системах возникли технические задержки, в результате чего сайт всё еще помечается для всех пользователей как «потенциально опасный». Однако, никакой угрозы для читателей ресурс не несет, что было подтверждено службой технической поддержки. «Vladtime.ru» вновь работает в прежнем режиме. Специалисты ресурса провели работу по усилению безопасности программного обеспечения, тем самым намного повысив защиту от киберпреступников.

СЕНТЯБРЬ, 19
Аркадий Бабченко
Адвокат Дамир Гайнутдинов сообщил, что журналист Аркадий Бабченко обратился в суд с жалобой на действия Роскомнадзора, постановившего удалить статью журналиста с сайта «Эхо Москвы». «Редакция сайта «Эхо Москвы» по требованию Роскомнадзора удалила публикацию Бабченко под названием «Кто виноват», в которой журналист описывал события на Украине и роль России в них. Действия ответчика мы считаем незаконными», - рассказал адвокат. Жалоба принята в производство Зюзинским судом Москвы, дата рассмотрения еще не назначена.

СЕНТЯБРЬ, 19
Арсений Веснин
Следственный комитет РФ отказался возбуждать уголовное дело по факту нападения на корреспондента «Эха Москвы» Петербурге Арсения Веснина. Об этом сам журналист сообщил на странице в Facebook в пятницу. «СК решил, что удары ногами никак не мешали мне работать и освещать акцию, а соответственно признаков нарушения 144 статьи («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов») нет», - написал Веснин. В воскресенье, 24 августа, в полицию был доставлен мужчина, напавший на корреспондента радиостанции Веснина, освещавшего серию одиночных пикетов на Невском проспекте. Как рассказал журналист на своей странице в Facebook, напавший сначала ударил его ногой по руке и микрофону, а позднее - по лицу, выбил планшет, микрофон, сбил очки. Затем полиция задержала обидчика и вместе с журналистом увезла в отделение (см. монитор за август 2014 года).

СЕНТЯБРЬ, 21
Антон Наумлюк
В Саратове перед акцией против войны на Украине был задержан корреспондент информагентства «Версия. Саратов» Антон Наумлюк - за съемку действий полиции. Поскольку ни марш, ни митинг власти не согласовали, активисты пожелали выйти на народный сход. Антон Наумлюк приехал на место и стал снимать стоявших по периметру сотрудников полиции, которые задерживали и сторонников, и противников мира на Украине. Его самого задержали за то, что он работал без опознавательных знаков журналиста, но не пояснили, что это должны были быть за знаки.

СЕНТЯБРЬ, 22
Газета «Тихоокеанская звезда»
Татьяна Седых
В ФЗГ обратилась Татьяна Седых, редактор газеты «Моё побережье» (Ванино, Хабаровский край). Она сообщила о фактах цензуры в Хабаровском крае. «В мае мне вдруг пришло по электронной почте письмо от корреспондента Марины Литвиновой из редакции хабаровской газеты «Тихоокеанская звезда». В него она вложила текст письма читателя из Хабаровска, который обратился в «ТОЗ» с вопросами: что изменилось после обращения Татьяны Седых к президенту страны, почему молчат краевые СМИ?», - пишет редактор. - Марина попросила меня подготовить ответ на вопросы читателя. Честно говоря, я была поражена. Ведь до этого, в той же «Тихоокеанской звезде», меня и мое декабрьское обращение к президенту, мягко говоря, высмеяли. Напомню, в своем обращении я затронула несколько вопросов, с которыми ко мне обратились мои земляки, в том числе и проблему многомесячной задолженности по зарплате на ванинском лесоперерабатывающем предприятии «Аркаим». Не сразу, сначала опросив сотни людей, я, наконец, все-таки подготовила ответ на письмо читателя и в июне отправила его в редакцию газеты «Тихоокеанская звезда». Прошел месяц, прежде чем я позвонила редактору Людмиле Болдыревой и спросила, когда же материал будет опубликован. Она сослалась на то, что Марина Литвинова, корреспондент, которому и поручалось со мной связаться, сейчас в отпуске. Вот выйдет на работу, тогда уж... В июле Марина Литвинова мне написала, что свою работу она выполнила, и материал уже давно передала редактору. После этого я направила еще два письма редактору, но ни на одно из них не получила ответ. Я не в обиде на редактора и не хочу верить в самоцензуру. Знаю Людмилу Болдыреву и как доброго, отзывчивого человека. Если мой материал не пропустила цензура, значит, это кому-то надо? Вот только вопрос без ответа - кто в Хабаровском крае негласно отдает приказы помалкивать о том, как на самом деле живется здесь без зарплаты тем же работягам с «Аркаима» и отправлять президенту лживые отчеты, что долгов по зарплате на предприятии нет?». Далее Т. Седых сообщает: «В связи с этим хочу обратиться и к другим руководителям краевых СМИ. Вы знаете, что цензура только подрывает доверие к средствам массовой информации. Против цензуры и Союз журналистов России. Пусть же в Хабаровском крае больше не повторяются такие ситуации, в какую попал корреспондент Михаил Карпач. И он, и я писали о том, как правоохранительные органы «спустя рукава» расследуют дело о мошенничестве – у 85-летней Лидии Ивановны Симчук из Ванино преступники выманили 150 тысяч рублей. Я уже выпустила не одну публикацию о том, как семья добивается восстановления справедливости, требуя привлечения участников совершенного мошенничества к ответственности. Чтобы узнать, какие меры предпринимаются по раскрытию преступления, вместе с Анатолием, сыном пострадавшей пенсионерки, я ходила к начальнику ОМВД Ванинского района Мухину. Но тот стал выгонять меня из кабинета, требуя выйти, так как он меня не приглашал. И вдобавок начал шумно возмущаться, мол, «здесь режимная территория, а не какая-то вам редакция, больничка или администрация». И всё же, я по-прежнему не отказываю семье Симчук в информационной поддержке. Жаль, что эту поддержку он больше не встречает у хабаровских журналистов. Как рассказал мне на днях Анатолий Симчук, он повторно обратился к корреспонденту Михаилу Карпачу с просьбой написать ещё одну статью, но Михаил вынужден был ему отказать, сославшись на то, что ему не разрешают».

СЕНТЯБРЬ, 22
Сергей Курт-Аджиев
Наталья Ульянова
Портал «Парк Гагарина» сообщил, что глава Красноармейского района Самарской области Павел Елин хотел получить с главного редактора издания Сергея Курт-Аджиева и корреспондента Натальи Ульяновой по 150 000 рублей за публикацию якобы порочащих его сведений. Сначала Красноармейский районный суд его желание удовлетворил, но в более скромном объеме - по 30 000 рублей (см. монитор за июль 2014 года). И вот теперь Самарский областной суд вынес решение: отменить постановление районного суда, в иске Елину отказать.

СЕНТЯБРЬ, 22
ИА «Росбалт»
Верховный суд РФ отменил решение об отзыве лицензии у информационного агентства «Росбалт». Об этом журналистам сообщила генеральный директор агентства Лариса Афонина. По ее словам, суд признал несоразмерными действия Роскомнадзора в отношении «Росбалта». «Мы будем продолжать свою деятельность под тем же флагом, вдохновленные вынесенным решением», – подчеркнула Афонина. Напомним, в конце октября 2013 года Мосгорсуд отозвал у «Росбалта» свидетельство о регистрации СМИ из-за нецензурной брани в его материалах. Роскомнадзор, обратившийся с иском о ликвидации, в суде утверждал, что ранее направлял руководству агентства предупреждения по этому поводу (см. монитор за октябрь 2013 года).

СЕНТЯБРЬ, 22
Телеканал СТС
Телеканал СТС вырезал выступление журналиста Ильи Азара на церемонии вручения премии журнала GQ «Человек года». Как полагает сам журналист, по политическим мотивам. Как сообщает «Эхо Москвы», речь Азара на премии «Человек года» в трансляции не то, что порезали, из всего почти двухминутного выступления на телеканале СТС осталось лишь одно слово: «Спасибо!». Именно поэтому за несколько дней до трансляции Азар сам выложил текст выступления на своей странице в Facebook. А любительское видео его речи даже появилось в интернете. Начав с благодарностей тем, кто помог ему написать репортажи об украинских событиях, он перешел к памяти погибших в Донбассе коллег. В том числе напомнил об Андрее Стенине, которого похоронили в начале месяца. «Я даже не написал сенсационное расследование, я просто описывал происходящее в Украине. И лучше бы там ничего не происходило. Лучше бы на майдане не погибли люди, Крым не аннексировала бы Россия, вы бы продолжали есть французские устрицы, а на Донбассе не началась война и не умирали бы мирные жители. Надеюсь, что Владимир Путин не будет больше посылать русских солдат и вооружения на Донбасс, украинская армия не будет бомбить города, а российские телеканалы не будут разжигать ненависть и врать по телевизору», - говорится в выступлении Азара. По всей видимости, как предположил и сам журналист, именно политическая часть выступления и привела к тому, что речь не показали по телевидению. На телеканале СТС причины, по которым вырезали речь журналиста, пока не озвучили.

СЕНТЯБРЬ, 22
РИА «Новый Регион»
Роскомнадзор потребовал от агентства РИА «Новый Регион» удалить две статьи о протестных акциях в России. В статье под названием «В сети начался процесс синхронизации протестных акций. Кремль в панике» говорится о действиях российских властей в ответ на подготовку «Марша за федерализацию Сибири», а также о самом Роскомнадзоре, который начал спешно «зачищать» российские СМИ от материалов о подготовке марша. Отмечается, что Роскомнадзор усмотрел в этой статье призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. На основании требования Генеральной прокуратуры России от 3 августа 2014 года материал требуют снять в течение суток. Помимо этого, ведомство прислало в редакцию повторное предупреждение с требованием снять материал под заголовком «Сибиряки готовят марш за федерализацию», опубликованный 28 июля 2014 года. «Позиция моя и журналистов «НР» – ничего мы снимать с сайта не будем», - пишет в Фейсбуке основатель издания Александр Щетинин.

СЕНТЯБРЬ, 23
Телепрограмма «Ревизорро»
В Хабаровске во время съемок телевизионной программы «Ревизорро» произошел скандал в заведении «Ложка». Корреспондент Елена Летучая столкнулась с грубостью сотрудников заведения и не рекомендовала хабаровчанам посещать это кафе.

Елена Летучая вместе со съемочной группой телепроекта «Ревизорро» продолжает посещать с проверкой различные заведения Хабаровска. Вечером журналисты нагрянули в кафе «Ложка», где столкнулись с некоторыми проблемами. По словам очевидцев, в адрес съемочной группы была проявлена грубость. По словам других хабаровчан, не обошлось при этом и без вызова полиции.

СЕНТЯБРЬ, 23
Воскресенск.ру
Виктор Тарасов
В Воскресенске (Московская область) родственники подсудимой Екатерины Лебедевой, пытающейся отсудить у Воскресенск.ру один миллион рублей, напали на съёмочную группу этого сайта прямо в здании суда, вдребезги разбили видеокамеру и покалечили репортёра так, что ему после заседания понадобилась медицинская помощь. Насилие произошло на глазах у многочисленных свидетелей. Для того, чтобы подготовить видеосюжет о первом в истории Воскресенска случае, когда частное лицо требует в суде признать распространение информации интернет-изданием клеветой и получить моральную компенсацию, оперативная группа Воскресенск.ру перед судебным заседанием решила сделать панорамное видео коридора, куда в первые секунды попала истица и её отец и мать. Дальше всё происходило стремительно. Отец Е. Лебедевой набросился на Виктора Тарасова, который вел съемку, сломал и выкинул видеокамеру, и стал его избивать. На громкие крики о помощи из кабинетов выбежали люди, которые не могли поверить, что такое побоище возможно в помещении суда. Только действия пристава спасли репортёра Воскресенск.ру от получения более серьёзных травм. После судебного заседания журналист сотрудник обратился в травматологический пункт Первой районной больницы, где у него зафиксировали телесные повреждения (ссадины на ноге), оказали квалифицированную медицинскую помощь и назначили лечение. Специалисты юридического департамент медиахолдинга уже написали заявление в полицию с просьбой привлечь нападавшего к уголовной ответственности. Побои зафиксированы, сломанная видеокамера была изъята правоохранителями, как вещественное доказательство атаки на нашу оперативную группу. Также мы будем требовать полной компенсации всех ущербов, понесённых в результате животной выходки запечатлённого на видео лица.

СЕНТЯБРЬ, 24
ИА «PenzaNews»
Прокуратура Первомайского района Пензы в суде отказалась от требований признать незаконными действия по размещению на сайте ИА «PenzaNews» материалов предвыборной агитации двух кандидатов от ЛДПР в день тишины, 13 сентября, а также незамедлительно удалить их. В соответствии с определением Первомайского районного суда города Пензы, производство по делу по иску прокурора прекращено. Руководство агентства «PenzaNews» заявило, что размещение сообщений о кандидатах от оппозиции происходило в строго определенный агитационный период на основании договоров, заявлений и в соответствии с нормами действующего законодательства, причем после консультаций с представителями избирательной комиссии Пензенской области. «Нами изначально в суде было заявлено, что требования прокуратуры кажутся абсурдными. Во-первых, все материалы предвыборной агитации были размещены до ноля часов субботы, 13 сентября, то есть до наступления дня тишины. Во-вторых, ни о каком размещении материалов 13 числа, в чем первоначально прокуратура пыталась убедить и нас, и суд, не могло идти и речи. В этот день никаких материалов – агитационных или «не очень агитационных» – вообще не размещалось. В-третьих, мы категорически и принципиально выразили свое несогласие с позицией истца о том, что на сайте ИА «PenzaNews» транслируется агитационный видеоролик гражданина Ищенко. Агентство не является организацией, осуществляющей теле- или радиовещание, а также выпуск теле- и радиопрограмм. В-четвертых, то, что прокуратура требовала удалить материалы агитации с сайта, нам показалось, мягко говоря, странным, поскольку ни одна норма закона об этом не говорит. И, наконец, в-пятых, в российском выборном законодательстве в принципе нет такого понятия как «информационное агентство». В законе №67-ФЗ преимущественно указываются организации телерадиовещания и периодические печатные издания. Полагаем, раз нет четкой регламентации, то закон может интерпретироваться разными лицами по-разному в зависимости от ситуации и ее понимания», - прокомментировал руководитель ИА «PenzaNews» Иван Маликов.

СЕНТЯБРЬ, 24
Данил Макарычев
Съемочная группа Общественного Телевидения Приморья
Во Владивостоке сотрудники Общественного Телевидения Приморья столкнулись с проблемами. Происходящее на территории предприятия зафиксировали камеры наружного наблюдения. На них видно, как на Данила Макарычева оказывается физическое воздействие. Начальник службы новостей КГБУ «Общественное телевидение Приморья» Данил Макарычев рассказал: «На наш взгляд, человек, возможно, нарушил правила дорожного движения, мы сделали ему замечание, после этого человек проявил к нам агрессию, сел в машину, погнался за нами, приехал на территорию ОТВ. Мы представились, что мы - журналисты и это его тоже никак не успокоило. Более того, он начал применять методы физического воздействия, и мы получили много угроз с его стороны». После инцидента сразу же за работу взялись юристы. Они внимательно изучили видео и составили ряд заявлений, ведь на журналистов оказывали физическое воздействие во время исполнения служебных обязанностей. По законодательству, угрозы или применение насилия в отношении журналистов наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет. Данный материал ОТВ считает официальным заявлением в правоохранительные органы.

СЕНТЯБРЬ, 24
Телеканал ATR
Крымское управление Роскомнадзора обвинило первый крымскотатарский телеканал ATR в экстремисткой деятельности, в связи с чем Центр по противодействию экстремизму (ЦПЭ) МВД дел по Республике Крым потребовал от его руководства предоставить правоустанавливающие документы и список лиц, официально трудоустроенных на телеканале. В письме на имя генерального директора телеканала Эльзары Ислямовой российские чиновники уведомили, что «телеканал ATR упорно закладывает мысль о возможных репрессиях по национальному и религиозному признаку, способствует формированию антироссийского общественного мнения, преднамеренно разжигает среди крымских татар недоверие к власти и ее действиям, что косвенно несет угрозу экстремисткой деятельности». В связи с этим на основании положений федеральных законов РФ «О полиции» и «О противодействии экстремисткой деятельности» Центр по противодействию экстремизму потребовал от Ислямовой предоставить копии регистрационных, разрешительных документов (в том числе лицензионных), дающих право на осуществление деятельности телеканалу ATR. «Также просим предоставить договора аренды занимаемых помещений, штатное расписание телеканала, лиц, официально трудоустроенных на телеканале, должностные инструкции главного редактора и лиц, ответственных за публикацию материалов в СМИ», - говорится в письме.

СЕНТЯБРЬ, 24
Газета «Ведомости»
Компания Pegas Touristik подала в суд на издателя газеты «Ведомости» - ООО «Бизнес Ньюс Медиа». Об этом сообщается на сайте электронного правосудия. В Арбитражном суде Москвы были зарегистрированы иски двух структур крупнейшего российского туроператора – ООО «Пегас» и ООО «Пегас Туристик». Причина обращения в суд пока неизвестна. Как пишет РИА Новости, возможным поводом для исков послужила информация, опубликованная в «Ведомостях» 17 сентября. Издание (как и многие другие СМИ) написало, что «Оренбургские авиалинии» подали в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате России иск о взыскании с Pegas Touristik около 460 млн рублей долга.

СЕНТЯБРЬ, 24
Газета «Комсомольская правда»
Компания «Пегас Туристик» подала в арбитражный суд Москвы иск к ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда». Дата предварительных слушаний не определена. В ряде СМИ 17 сентября появилась информация о том, что авиакомпания "Оренбургские авиалинии" подала иск в арбитражный суд при Торгово-Промышленной палате к юрлицу туроператора «Пегас Туристик» PGS International Limited о взыскании долга в размере 461 миллиона рублей. Однако туроператор «Пегас Туристик» заявил, что не имеет задолженности перед авиакомпанией «Оренбургские авиалинии». «Распространение сведений о якобы имеющемся долге туроператора «Пегас Туристик» перед авиакомпанией является грязной инсинуацией и расценивается нами как попытка подрыва деловой репутации», - отмечает туроператор. В заявлении туроператора говорится, что «причины распространения подобных слухов нам известны». В этой связи «Пегас Туристик» намерен защищать свои интересы строго в соответствии с действующим российским законодательством.

СЕНТЯБРЬ, 24
СМИ Саратовской области
В Энгельсе (Саратовская область) приставы следят за журналистами, чтобы те ни в коем случае не сфотографировали коридор райсуда. При этом, они ссылаются на внутренний документ Волжского суда, регламентирующий правила поведения посетителей.

СЕНТЯБРЬ, 24
СМИ Воронежа
Озабоченным своим психическим состоянием журналистам Воронежа рассказали, как не впасть в депрессию, не выгореть эмоционально и не стать перфекционистом. 24 сентября воронежские журналисты собрались на семинар под названием «Риски профессиональной деформации». Организовала необычное мероприятие местная общественная организация Гильдия аналитических журналистов. А чтобы никто не усомнился в серьезности темы, на семинар пригласили доктора. Кандидат психологических наук и зав отделением воронежского психоневрологического диспансера Марина Ларских объявила, что у журналистов чаще всего встречаются три проблемы. Во-первых, эмоциональное выгорание от большого количества переживаемых эмоций. Во-вторых, перфекционизм, проявляющийся в постановке невыполнимых задач. И как итог – депрессии. При этом Марина Ларских призналась, что журналисты практически не встречаются среди пациентов ее диспансера. «Актеры есть, депутаты – тоже, а журналистов нет», – посетовала она. «А зачем менять шило на мыло?» – возразил один из сотрудников воронежских СМИ уже после окончания семинара. Доктор предложила всем присутствующим тут же пройти тесты на те самые депрессии, перфекционизм и выгорание. Результаты оказались разнообразными: например, у одной веселой участницы мероприятия показатель по депрессии пугающе зашкаливал. «Что же делать?» – забеспокоилась депрессивная журналистка, до этого момента излучавшая бодрость и оптимизм. «Может быть, вам в отпуск сходить?» – предположила врач. «Может быть, мне в отпуск?» – девушка тут же переадресовала вопрос находившемуся тут же своему начальству. Кроме отпуска эмоционально опустошенным и депрессивным перфекционистам доктор посоветовала не зацикливаться на работе, отвлекаться на другие сферы жизни и обязательно найти хобби. В крайнем случае, не бояться поменять работу. Стоит отметить, что журналисты – не первая профессия, озаботившаяся своим психическим здоровьем. Уже обсуждается вопрос о психиатрическом обследовании кандидатов в депутаты органов власти. Кто следующий к психиатру?

СЕНТЯБРЬ, 24
Газета «Бизнес-курс»
В Куйбышевском райсуде Омска 24 сентября началось и закончилось рассмотрение иска советника губернатора Сергея Мизи к еженедельнику «Бизнес-курс». Истец потребовал от издания компенсации морального вреда в сумме 100 тыс. рублей. Вред бывшему офицеру спецслужб причинила опубликованное в БК обращение гендиректора производственного объединения «Радиозавод им. Попова» Владимира Шнайдера, направленное им в управление ФСБ по Омской области, а также президенту РФ. Основой оспариваемой публикации стал скан этого документа, примечательного грозными интонациями, от коих веет той эпохой прошлого века, которая в последнее время часто напоминает нам о себе. Автор просит «провести проверку деятельности» контролируемых облправительством СМИ – портала Омскрегион и 12 канала, которые, по его мнению, «подрывают обороноспособность и внешнюю безопасность России». Делают они это путем подрыва репутации председателя совета директоров предприятия, а в прошлом его руководителя Ивана Полякова, на котором и держится, по всей вероятности, обороноспособность и безопасность страны. Ничего, впрочем, особенно страшного ни портал, ни телеканал о нем не сообщили – и в статьях, и в сюжетах речь шла о его преждевременных претензиях на губернаторство (нынешний глава области Виктор Назаров был назначен на этот пост два с лишним года назад, и срок его полномочий истекает в 2017 году). Выступал в упомянутых СМИ с критикой этих амбиций в основном советник губернатора Сергей Мизя. В обращении г-на Шнайдера он и был обозначен как едва ли не главный в Омской области «подрывник». Напечатали это обращение многие газеты и сайты, но обиделся г-н Мизя больше всех на БК, где он, кстати, и сам довольно часто печатается. На предварительном заседании суд не смог разобрать суть претензий истца к изданию – непонятно, в частности, было, что именно он требует опровергнуть. Суд решил, что иск следует адресовать не самому «Бизнес-курсу», а его учредителю медиамагнату Сергею Сусликову. Истцу придется подать новое заявление: когда начнется его рассмотрение, неизвестно.

СЕНТЯБРЬ, 25
«Агентство бизнес-информации»
Управляющая компания требует от информагентства опровержения. Причиной судебного спора стала новость в ленте информационного агентства. Воронежская УК «Перспектива», владеющая одноименным индустриальным парком, подала иск о защите деловой репутации к «Агентству бизнес-информации» (Abireg.ru). Поводом к судебному разбирательству стала публикация на сайте агентства, вышедшая в ноябре 2013 года. Заметка под названием «Наличие пластичных грунтов в воронежском парке «Перспектива» может привести к разрушению построенных объектов», по мнению истца, наносит ущерб его деловой репутации. При этом, как утверждают представители компании, сведения, опубликованные информационным агентством, не соответствуют действительности. УК «Перспектива» весной 2014 года обратилась в редакцию информагентства с требованием опубликовать опровержение. После отказа компания в сентябре обратилась с тем же требованием в Арбитражный суд Воронежской области.

СЕНТЯБРЬ, 25
Радиостанция «Серебряный дождь»
Газета «Комсомольская правда»
Арбитражный суд Москвы по иску радиостанции «Серебряный дождь» признал недостоверными и порочащими деловую репутацию сведения о ежегодной премии «Серебряная калоша» в заметке «Эй, дядя нехороший, зачем украл калоши?!» газеты «Комсомольская правда». Данный материал был опубликован в газете в конце октября 2013 года. В статье экс-заместителя главного редактора КП Сергея Пономарева говорилось о том, что организаторы «Серебряной калоши» не позвали на церемонию награждения журналистку издания, которая победила в одной из номинаций. При этом в заметке, в частности, использовалось такое выражение как «кидалами оказались коллеги с солидной, казалось бы, радиостанции «Серебряный дождь». Радиостанция посчитала, что подобные высказывания порочат деловую репутацию и обратилась с иском в суд. В суде представитель КП заявил, что текст заметки касается непосредственно людей, которые занимаются организацией мероприятии, а не радиостанции в целом, передает РАПСИ. Однако суд посчитал, что спорная информация порочит деловую репутацию, обязав КП опубликовать опровержение. Имущественных требований «Серебряный дождь» не заявлял.

СЕНТЯБРЬ, 26
«Новая газета»
Басманный суд Москвы отклонил иск партии ЛДПР о защите чести, достоинства и деловой репутации к «Новой газете». «В иске отказано», - заявила РИА Новости пресс-секретарь суда Анна Фадеева. Напомним, поводом для иска стала статья издания «Мотив по-прежнему не ясен», посвященная расследованию убийства в 1998 году депутата Госдумы Галины Старовойтовой. Одним из организаторов этого преступления назван бывший член ЛДПР Михаил Глущенко. Автор статьи цитирует предсмертную записку другого бывшего члена ЛДПР Вячеслава Шевченко, в которой он рассказывает о мотиве убийства Старовойтовой. Следует отметить, что руководство партии отрицает существование такой записки и считает, что опубликованные сведения порочат репутацию ЛДПР. Ответчики, в свою очередь, указывают, что записка содержится в материалах уголовного дела и попала к ним через надежные источники. Добавим, депутат Госдумы правозащитник и сопредседатель партии «Демократическая Россия» Галина Старовойтова была убита в ночь с 20 на 21 ноября 1998 года в подъезде своего дома на канале Грибоедова в Санкт-Петербурге. Находившийся вместе с ней помощник депутата Руслан Линьков был ранен. Уголовное дело об убийстве Старовойтовой было возбуждено в 1998 году. В июне 2005 года городской суд Петербурга вынес приговор в отношении восьми исполнителей преступления. К реальным срокам лишения свободы от 11 до 23,5 лет приговорены трое, в их числе – организатор и исполнитель преступления. После этого расследование было приостановлено. Осенью 2012 года управление ФСБ по Петербургу и Ленобласти сообщило о возобновлении расследования уголовного дела об убийстве Старовойтовой. Глущенко вменяется организация убийства.

СЕНТЯБРЬ, 26
«Открытая газета»
В Ставрополе героиня множества публикаций краевой независимой «Открытой газеты» - глава ставропольского городского расчетного центра Светлана Фомина - дополнила свои исковые требования к газете новой суммой – запросила почти полмиллиона рублей на лечение от психических расстройств, вызванных публикациями. Два года почти в каждом номере газета писала о мошеннических схемах, с помощью которых посредническая контора – (СГРЦ) обирает своих горожан. Два года это был глас вопиющего в пустыне – слишком большая армада чиновников и дельцов всякого уровня охраняла статус-кво конторы, несущей им золотые яйца (см. монитор за июнь 2014 года). И вот, наконец, прокуратура и следственный комитет заинтересовались «теневой бухгалтерией» СГРЦ и на его директора Светлану Фомину завели уголовное дело. Почувствовав, что запахло жареным, Фомина принесла в суд доказательство своих перенесенных страданий – два любопытных документа. Первый - психологическое экспертное исследование, выданное частным учреждением «Ростовский центр судебных экспертиз», второй – судебно-психологическое экспертное исследование, выданное ставропольским ООО «Медицинский центр имени Д. Р. Лунца». Оба исследования сделаны по заказу Фоминой и диагностируют у нее «социальную дезадаптацию», вызванную переживаниями в связи с «отсутствием поддержки значимых людей». Поразившись столь удивительному диагнозу, «Открытая» провела журналистское исследование в попытке выяснить, откуда «растут ноги» у этих документов. Выяснилось, что частное ростовское учреждение, выдавшее первый документ, своим названием почти в точности копирует известное в Ростове федеральное бюджетное учреждение «Южно-Российский центр судебных экспертиз», присваивая тем самым его авторитет и научный потенциал, которое у него, двойника, в помине нет. Во всяком случае, никаких лицензий на занятие экспертной судебной деятельностью на сайте этого учреждения нет. Само исследование почему-то исполнялось в отделе фоноскопических и лингвистических экспертиз, а эксперт Елена Голикова, его подписавшая, хоть и ссылается на свое образование психолога и свой опыт в этой сфере, ни одного подтверждающего документа не приводит, и в федеральной базе данных судебных решений ссылок на ее заключения нет. Да, наверное, и не могло быть по причине полной правовой безграмотности. В своем странном исследовании она допустила немыслимые с правовой точки зрения вещи: самовольно собирала материал для судебной экспертизы, запрашивая у заказчика (Фоминой) газетные статьи и отвечала на безграмотные вопросы, которые уже заключали в себе судебный приговор (хотя последнего в помине нет). Второй документ родился в печально известном центре, носящем имя профессора Даниила Лунца, психиатра и полковника КГБ. Экспертизу подписал сам директор центра Константин Небытов, тоже не врач, а психолог, член НП «Палата судебных экспертов», как он сам себя представляет. Но как ни искала «Открытая газета», в списках членов палаты его не обнаружила. Не обнаружила она и ни одного судебного решения, где бы засветилась его фамилия как эксперта. «Видимо, эксперт Константин Небытов, четко следуя заветам полковника КГБ Лунца, умеет хорошо маскироваться», - делает заключение газета. Зато обнаружилось другое: Небытов не имеет права вообще, как государственный эксперт (он сам заявил, что является членом РФЦСЭ) осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта. Видимо, забыл о законе, соблазнившись суммой в 100 тысяч рублей. В такую сумму он оценил свою работу, которая состояла лишь в том, что он, изучив предоставленное ему ростовское исследование, преобразовал индивидуальные психологические особенности Фоминой в медицинский диагноз психического расстройства. И выписал клиентке рекомендацию пройти курс реабилитации стоимостью в 400 тысяч рублей. На психологическую реабилитацию подследственная Фомина может не тратиться, делает вывод газета, - если уголовное дело в отношении нее дойдет до суда, ей обеспечат реабилитацию за казенный счет в казенном учреждении. А вот насчет психического расстройства, которое диагностировал эксперт Небытов, серьезные опасения: может ли гражданка с таким диагнозом руководить учреждением, от которого в массовом порядке страдают горожане?

СЕНТЯБРЬ, 27
Газета «Каратош»
С серьёзными трудностями столкнулась распространитель газеты «Каратош» (Республика Хакасия) Евгения Гилле. Газета со статьёй Светланы Лукашевской о прошедших 14 сентября выборах главы Бейского района и запросом депутата Верховного Совета Республики Хакасия Олега Иванова о нарушениях закона лично главой Бейского района Ю. Курлаевым добавляла огня в горниле выборных страстей, разыгравшихся в Бейском районе республики. Единоросс Юрий Курлаев до последнего проигрывал самовыдвиженцу Валерию Зайцеву, однако к двум часам ночи, когда стали поступать бюллетени из дальних улусов, начал стремительно набирать голоса. 27 сентября около 15.50 глава Сабинского сельсовета Бейского района Хакасии О. Сафронов позвонил на сотовый телефон Евгении Гилле и сказал молодой женщине, матери двоих детей: «У тебя денег много на адвоката? За то, что ты распространяешь эту газету, тебя привлекут к уголовной ответственности, и ты поедешь на Север, в Магадан, а твои дети останутся без присмотра. Кто их кормить будет? Я, по своей доброте, не расскажу Курлаеву, что ты разносила газету «Каратош», мы сочтёмся, но найдутся люди, которые расскажут об этом в районную администрацию и тебе будет плохо. Поняла?». Весь день молодая женщина провела в слезах, однако газета всё равно была распространена.

СЕНТЯБРЬ, 27
Съемочная группа портала SUPER.RU
Дмитрий Киселев
В Москве сотрудники правоохранительных органов задержали охранника клуба Arena Moscow, который подозревается в разбойном нападении на корреспондентов портала SUPER.RU Дмитрия Киселева. Ранее полиция уже возбудила уголовное дело по факту нападения на съемочную группу и похищения флеш-карт из техники оператора. Действия нападавших квалифицированы как «Разбой». Согласно 2 части статьи 162 уголовного кодекса РФ, преступникам грозит до десяти лет лишения свободы, а также крупный денежный штраф. Инцидент произошел вечером. Завершив выступление в клубе Ray Just Arena, певица Жанна Агузарова в сопровождении своего директора Алексея Кана и охраны вышла через служебный вход к ожидавшему ее белому «мерседесу». По пути к автомобилю артистка остановилась, чтобы дать автографы своим поклонникам. Аккредитованные на концерт операторы и корреспондент редакции SUPER фотографировали и снимали происходящее на видео. Однако охрана всячески этому препятствовала: сначала словесно угрожала, а потом избила оператора SUPER.RU Дмитрия Киселева. Пока он находился без сознания, мужчины вытащили из его фотоаппарата две флеш-карты с отснятым материалом и скрылись в неизвестном направлении, оставив сотрудника SUPER лежать на обочине дороги с травмами. Когда за оператором вернулась съемочная группа на редакционной машине, один из охранников ударил и девушку-корреспондента, которая просто пыталась выяснить, что произошло и кто избил оператора до потери памяти. «Я сразу же начала снимать все на телефон, но подошли еще двое и вырвали его у меня из рук. Удалили все файлы. Один из охранников ударил меня по лицу, когда возвращал телефон. Он еще посмеялся и сказал: «Ну вот, видишь, я сделал, что обещал», – рассказала журналистка. Дмитрий Киселев был доставлен в Боткинскую больницу, у него диагностированы перелом носа и сотрясение мозга.

СЕНТЯБРЬ, 27
Роман Захаров
В Страсбурге в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) 24 сентября состоялись публичные слушания Большой палаты по делу «Роман Захаров против России». Рассматривалось дело о легальности использования российскими спецслужбами и полицией аппаратуры, которая позволяет правоохранителям фактически бесконтрольно слушать телефонные переговоры и читать электронную переписку. Иск корреспондента Фонда защиты гласности Романа Захарова долгие восемь лет ожидал своего рассмотрения в Страсбурге. Поданный еще в 2006-м году после проигрыша в российских инстанциях, он вызвал интерес у судей ЕСПЧ, причем настолько большой, что его решили рассматривать в очном порядке Большой палатой. Подобные слушания происходят не часто, ведь обычно решение выносится путем заочного судопроизводства. После ответа сторон (заявителя и России как государства-ответчика) на просьбу суда разъяснить некоторые обстоятельства дела была назначена дата заседания. Также ЕСПЧ направил пять вопросов для очного обсуждения в ходе слушания. 24 сентября 2014 года в 9.15 слушания были открыты при большом стечении публики, в частности, в присутствии делегаций судей из Белоруссии. От имени заявителя иск представляла международная команда адвокатов во главе с Филиппом Личем из Лондона. Надо отметить, что один из инициаторов подачи заявления в ЕСПЧ адвокат Борис Грузд из Санкт-Петербурга не смог присутствовать на заседании, но другой петербургский адвокат Елена Левчишина смогла прилететь в Страсбург. Одним из важных аргументов, который привели адвокаты заявителя, было его право на сохранение в тайне источников информации: как журналист, как сотрудник Фонда защиты гласности Роман Захаров имеет все основания сомневаться в добросовестности российских силовых структур, поскольку у них есть технические возможности прослушивать телефон без санкции суда. Такова особенность технического регламента СОРМ – системы оперативно-розыскных мероприятий. Российское государство упорно заявляет, что данный документ незначителен и не влияет на организацию работы оперативников. Но даже если это и верно, то как объяснить факт, что в 2013 году 99% из более чем 400 тысяч запросов отечественных спецслужб и правоохранительных органов санкционировать прослушку и перлюстрацию электронной корреспонденции и обычных почтовых отправлений были судом одобрены. Эта цифра поражает воображение. Очевидно, что судьи в России фактически штампуют, никак не оценивая, подобные запросы от силовиков. Хорошо это или плохо? При отсутствии независимого контроля (не говоря уже об общественном) подобная ситуация означает одно: граждане страны не могут быть спокойны за тайну связи. Тем более, что операторы (провайдеры телефонии, интернет-каналов) им в этом не помощники, ведь они даже при всем желании не могут подтвердить или опровергнуть факт прослушки – и все из-за этого пресловутого технического регламента. Свое решение ЕСПЧ вынесет в течение нескольких месяцев, не ранее. Заявитель надеется, что оно будет положительным и позволит переломить ситуацию, защитив права граждан и права журналистов в отношении тайны связи.

СЕНТЯБРЬ, 28
СМИ Свердловской области
На очередном пленуме правления Свердловского творческого союза журналистов коллеги рассмотрели? в частности? практику защиты прав журналистов и СМИ Свердловской области в 2014 году. О своем опыте рассказала Елена Овчинникова, заместитель гендиректора «Российской газеты - Урал», которая в свое время «навоевалась» с чиновниками, возглавляя медиа-холдинг в Нижнем Тагиле, после чего, кстати, получила второе, юридическое, образование и сейчас помогает редакциям в конфликтных ситуациях. Как отметила Елена, зачастую журналисты, к сожалению, сами подставляются при написании Уставов СМИ или заключении договоров с учредителями в силу собственной некомпетентности, а потом их трудно защитить при давлении. Безусловно, на сайте СТСЖ, который вот-вот заработает, необходимо будет вести постоянную страничку «Юридическая безопасность», а в открываемом в феврале областном Доме журналистов будет запланирована серия семинаров на ту же тему. К слову, в Свердловской области достаточно сильна позиция правозащитников именно в журналистском сообществе. Достаточно упомянуть активную позицию Татьяны Мерзляковой, многолетнего областного омбудсмена, а до того - редактора районной газеты «Режевские вести». И декан журфака УрГУ Борис Лозовский написал на эту тему немало научных работ, передавая опыт своим студентам и практикантам на семинарах. Содокладчиком Елены Овчинниковой выступил известный расследователь и эксперт ФЗГ Сергей Плотников, рассказавший о деятельности Гильдии судебных репортеров СТСЖ, о рождении которой было сообщено 13 декабря 2013 года по итогам научно-практической конференции, где было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии Свердловского областного суда и СТСЖ. 28 января был организован круглый стол для руководителей и редакторов средств массовой информации на тему «Этические и правовые аспекты журналистской деятельности в освещении судебной тематики», а 16 мая расширенный президиум Свердловского областного суда прошел с повесткой об открытости и гласности правосудия. Кроме этих мероприятий, члены гильдии занимаются учебой судей и тех работников аппарата судов из нашей области, которые взаимодействуют со СМИ. Проведено три занятия, на каждом из которых присутствовало от 20 до 25 слушателей. Учитывая, что в области 59 городских и районных судов, охвачено учебой и анкетированием большинство таких специалистов. Запланировано общение с представителями обвинения и защиты. В «Областной газете» Сергеем Плотниковым открыта рубрика «Судебное присутствие»; также с целью популяризации видеоблога областного суда «Московская, 120» начата совместная с пресс-службой акция по правовому ликбезу. Необходимость повышения юридической грамотности журналистов с целью предотвращения нарушения их прав активно поддержал и руководитель региональной Гильдии издателей периодической печати Сергей Салыгин, который тоже готов организовать совместно с СТСЖ серию семинаров.

СЕНТЯБРЬ, 28
Сергей Резник
Президиум Ростовского областного суда оставил без удовлетворения жалобу Сергея Резника на обвинительный приговор. Журналист и блогер Сергей Резник и его защитники намерены обжаловать приговор Первомайского районного суда в Верховном суде Российской Федерации. В Ростове-на-Дону они прошли уже все инстанции. Сергей Резник в ноябре 2013 года был приговорен Первомайским районным судом города Ростова к полутора годам лишения свободы и взят под стражу в зале суда (см. монитор за ноябрь 2013 года). Российская организация «Мемориал» и ряд международных правозащитных организаций оценивают уголовное преследование Резника как политически мотивированное и незаконное, и признали журналиста политическим заключенным. Тем не менее, областной суд, повторно рассмотрев дело, оставил приговор районного суда в силе, а Президиум областного суда, рассмотрев кассационную жалобу, также не нашел оснований для отмены приговора. «Мы готовим жалобу в Верховный суд и намерены в том случае, если мы не добьемся справедливости в России, обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Ведь фактически журналиста лишили права на защиту и справедливый суд», - сказала корреспонденту ФЗГ адвокат Елена Драгунова. Она защищала Сергея Резника в первом процессе, а вот на слушания нового дела в Ленинском районном суде в качестве адвоката подсудимого Драгунова не была допущена. Она убеждена, что её специально вызвали в следственное управление Следственного комитета РФ по Ростовской области, чтобы отстранить от участия в новом процессе. По официальной версии, защитника пригласили в СК для дачи свидетельских показаний по первому делу Резника, однако она, как и следовало ожидать, отказалась от дачи показаний, сославшись на Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, который даёт ей такое право. В список свидетелей по делу, утвержденный прокурором перед началом слушания дела, Драгунова не была включена. Однако всё это не помешало судье Владимиру Строкову отстранить её от участия в процессе на том основании, что она якобы является свидетелем по этому делу и может быть допрошена в суде в этом качестве. В новом процессе Резника защищает молодой, но весьма грамотный адвокат Жанна Павлова, а Елена Драгунова теперь присутствует на заседаниях в качестве слушателя. Надо сказать, что интерес ко второму делу у правозащитников, журналистского сообщества и широкой общественности заметно ниже, чем к первому. Если в Первомайский суд, а потом и в областной, приходила такая большая группа поддержки, что для всех не хватало мест, то теперь в маленьком зале Ленинского суда кроме сторон по делу присутствует всего несколько человек. Напомним, что на этот раз Резник обвиняется в том, что оскорбил в своем дневнике в «Живом Журнале» бывшего заместителя прокурора Ростовской области Романа Климова, сотрудника управления по борьбе с экстремизмом ГУ МВД РФ по Ростовской области Дмитрия Ищенко и оперативного работника донской полиции Андрея Глинкина. Все трое выступают на процессе как потерпевшие. На последнее заседание в суд были вызваны в качестве свидетелей коллеги Резника – редакторы газет и интернет-изданий, в которых он работал. Они дали показания, в том числе и о том, что блог Сергея Резника http://otto-cazz.livejournal.com был несколько раз взломан, и некто неизвестный делал в нем записи провокационного содержания. Возможно, защита подсудимого попытается доказать, что оскорбительные посты в адрес правоохранителей были сделаны не Резником, а кем-то другим.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни