Результаты мониторинга
9 Сентября 2014 года

Результаты мониторинга ФЗГ – август 2014

Случаи гибели журналистов – 1 (Тимур Куашев, корреспондент интернет-изданий «Кавказская политика», «Кавказский узел» и журнала «Дош», - Нальчик).

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 8 (Василий Кучушев и Дмитрий Стародубский, журналисты телеканала «Звезда» - на пропускном пункте «Гуково», Ростовская область; Александр Яковенко, оператор «Газеты.Ru», Москва; Магомед Ханмагомедов, главный редактор газеты «Дербентские известия», Республика Дагестан; Арсений Веснин, корреспондент радиостанции «Эхо Москвы» в Петербурге», Санкт-Петербург; Александр Крутов, обозреватель журнала «Общественное мнение», Саратов; Нина Петлянова, корреспондент «Новой газеты», и Ирина Тумакова, корреспондент «Фонтанка.Ру», – в Псковской области; Владимир Роменский, корреспондент телеканала «Дождь», Илья Васюнин, корреспондент портала «Русская планета», Нина Петлянова, корреспондент «Новой газеты», Ирина Тумакова, корреспондент «Фонтанка.Ру», все – в Псковской области; Лев Шлосберг, главный редактор и издатель газеты «Псковская губерния», Псков).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 1 (сайт «Республика», Карелия).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 2 (Игорь Макаров, главный редактор ИА «ЧелНовости.Ру», Челябинск; Андрей Марченко, блоггер, Хабаровск).

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Роман Арбитман, журналист «Саратовской областной газеты», Саратов).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 14 (Игорь Макаров, главный редактор ИА «ЧелНовости.Ру», Челябинск; Мария Борзунова, Софья Феоктистова, Сергей Холин, все - журналисты телеканала «Дождь», Наталия Зотова, корреспондент «Новой газеты», Дмитрий Зыков, корреспондент «Грани.Ру», Филипп Киреев, независимый журналист, все – в Московской области; Мария Масютина, корреспондент газеты «Гражданский голос», Степан Строгин, независимый журналист, оба - в Московской области; Андрей Новичков, корреспондент Грани.Ру, Москва; Елена Рачева, корреспондент «Новой газеты», в Ростовской области; Игорь Гашков, корреспондент «Независимой газеты», в Тверской области; Михаил Пустовой, независимый журналист, в Республике Алтай; Максим Собеский, корреспондент ИА «Новый регион», 2 раза в Республике Алтай; Наталья Фонина, корреспондент газеты «Арсеньевские вести», Владивосток - в Москве; Владимир Шрейдлер, независимый журналист, Москва; Сергей Ковальченко, главный редактор агентства «Телеграф», Санкт-Петербург, и Сергей Зорин, корреспондент этого агентства, оба - в Псковской области; Дмитрий Флорин, независимый журналист, Москва).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 12 на сумму 112 600 001 рубль.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 9, удовлетворено – 5, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 200 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 41

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 6 (Эдуард Шмонин, редактор общественного телевидения Югры, Ханты-Мансийский автономный округ; Владимир Роменский, корреспондент телеканала «Дождь», Илья Васюнин, корреспондент портала «Русская планета», Нина Петлянова, корреспондент «Новой газеты», Ирина Тумакова, корреспондент «Фонтанка.Ру», все – в Псковской области; Дмитрий Флорин, независимый журналист, Москва).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 1 (Союз журналистов Пермского края).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 1 (телепрограмма «Неделя с Марианной Максимовской», Москва)

Изъятие (скупка, арест) тиража – 4 (газета «Листок», 3 раза, Республика Алтай; газета «Провинция. Северо-Запад», Ленинградская область)

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 9 (сайт РИА Новости, сайт «ИноСМИ», Москва; сайт «Новый смысл», Санкт-Петербург; сайт информационного агентства «Диалог», Санкт-Петербург; украинские сайты Цензор.Нет, «Главное», «Новый регион», все - на территории Крыма; сайт pravdabeslana.ru, 2 раза).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (видеокамера программы «Ревизорро», в Ярославле).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - 1 (телерадиокомпания «Синтез-ТВ», Краснодар).

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 42


АВГУСТ, 1
Тимур Куашев
Общественный деятель и журналист Тимур Куашев найден мертвым в пригороде Нальчика. Его тело обнаружили 1 августа в лесополосе, недалеко от места, где Куашев совершал регулярные пробежки. По словам родственников, Тимур пропал вечером 31 июля. Куда и с кем он мог отправиться в домашней одежде, оставив дома мобильный телефон, родные не знают. По данным следствия, судмедэкспертиза не выявила признаков насильственной смерти, однако друзья и коллеги Куашева склоняются к версии убийства. Они заявляют, что на теле журналиста были ссадины и предположительно – след от укола в подмышечной впадине. Ранее Тимур неоднократно получал угрозы в свой адрес, и даже обращался по этому поводу в полицию. Но дело не было возбуждено: правоохранители сослались на отсутствие оснований. Кроме того, по словам главного редактора журнала «Дош» Абдуллы Дудуева, за Т. Куашевым велась слежка. Сейчас общественность, в том числе и Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, призывает к детальному анализу всех обстоятельств случившегося. Провести тщательное расследование потребовала от российских властей и представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович. В Следственном управлении СК РФ по Кабардино-Балкарии заявили, что по факту гибели молодого человека будет проведена более глубокая экспертиза. Результаты вскрытия пока не известны. Похороны журналиста прошли 2 августа. Тимур Куашев был известен как деятель, занимавший жесткую позицию по так называемому «черкесскому вопросу». Он сотрудничал с правозащитным центром «Мемориал», интернет-изданиями «Кавказская политика», «Кавказский узел» и независимым кавказским журналом «Дош». Также Куашев был в списке кандидатов от партии «Яблоко» на выборы в парламент Кабардино-Балкарии, которые должны пройти в сентябре. В партии «Яблоко» также уверены в насильственной смерти Куашева. «Общественные деятели и журналисты на Северном Кавказе уже давно не могут чувствовать себя в безопасности. Власть должна сделать все, чтобы расследовать это убийство», - заявил лидер «Яблока» Сергей Митрохин.

АВГУСТ, 1
Сайт «Республика»
Критический материал, отнюдь даже не политический, суток не провисел на контролируемом республиканской властью сайте «Республика» (Карелия). Это событие вызвало даже больший резонанс, чем сама статья, написанная литературным критиком Натальей Ермолиной. Её весьма ироничный материал про редакционную политику литературно-художественного журнала «Север», естественно, полемический, написан с чувством меры и ясной авторской позицией. Из текста Н. Ермолиной понятно, что чтение летнего выпуска журнала её раздражало, и своё настроение она хлёстко выразила в тексте. Не станем погружаться в суть дискуссии о достоинствах и недостатках журнала «Север», оставим это занятие критикам и постоянным читателям литературно-художественного и общественно-политического издания, а коснёмся более близкой нам темы: свободы слова. Аналитическая публикация Н. Ермолиной недолго была доступной читателям правительственного сайта «Республика», информационно сопровождающего деятельность республиканских органов власти. Редактор «Республики» на свой счёт может отнести подозрение в покушении на статью Ермолиной. Но дело в том, что другая редакция – журнала «Север» - тоже не посторонняя для правительства Карелии. И, видимо, было решено не втягиваться во «внутренний конфликт» между своими, потихоньку удалив статью Н. Ермолиной. Однако ж эффект получился прямо противоположный. Во-первых, всем стало интересно, что же такого крамольного написала Н. Ермолина. Во-вторых, вспыхнувший читательский интерес тут же удовлетворила другая редакция, не связанная бюджетными деньгами с органами власти. В результате статью Н. Ермолиной вновь представили на суд читателей. И, в-третьих, возникли дополнительные отклики на тот же самый журнальный выпуск «Севера». В итоге литературный критик сделала то, что природой её творческой профессии и положено: вызвала дискуссию и интерес к художественному слову.

АВГУСТ, 1
Игорь Макаров
В Челябинске сотрудники полиции задержали главного редактора ИА «ЧелНовости.Ру» Игоря Макарова. Задержанию предшествовало заявление о вымогательстве, направленное в полицию представителями ООО «Много мебели». «Менеджер ООО «Много мебели» Игорь Банных передал мне 30 тысяч рублей (за удаление нежелательной для них публикации – прим. автора), и я был задержан сотрудниками ОБЭП. После объяснений в полиции я поехал домой», - рассказал корреспонденту ФЗГ Игорь Макаров. По мнению журналиста, руководство мебельной фирмы заставляет журналистов из разных регионов России удалять публикации. Журналистов запугивают или предлагают денежные вознаграждения, а потом доносят в полицию: мол, вымогают! «Если компания «Много мебели» имеет чистую репутацию, зачем же они оплачивали удаление первой публикации на моем сайте и хотели оплатить удаление второй? Видимо, в опубликованных нами материалах содержится правдивая информация. Я написал встречное заявление на сотрудников фирмы. Руководство компании всеми силами пытается обелить свою репутацию, не понимая, что подобные заявления и стукачество нанесут колоссальный имиджевый вред самой компании», - сообщил Игорь Макаров. Уголовное дело в отношении редакции ИА «ЧелНовости.Ру» или журналиста Игоря Макарова пока не возбуждено. Устанавливаются все обстоятельства инцидента. В УМВД по городу Челябинску проводится доследственная проверка. Публикации о мебельной фирме на сайте Макарова были. В декабре 2013 года в заметке «У «Много мебели» мало перспектив» сообщалось о том, что мебельная компания искусственно наращивает долги и создает подставные фирмы для ухода от уплаты налогов на территории России. После длительных переговоров с руководителем отдела ООО «Много мебели» Дмитрием Мирошниковым публикация была удалена по обоюдному согласию сторон. Редакция получила вознаграждение 15 000 рублей с личного счета Мирошникова в «Альфа Банке». В конце июля 2014 года ИА «ЧелНовости.Ру» опубликовала заметку «Компания «Много мебели» доставила много хлопот жителям Челябинска». Мирошников вновь предложил редакции удалить материал за вознаграждение (а не исправить недостатки либо репутацию фирмы другим образом). Деньги должен был передать территориальный менеджер ООО «Много мебели» Иван Банных. Но сотрудник компании обратился в УМВД по городу Челябинску с заявлением о том, что у него «вымогают 30000 рублей за удаление публикации», после чего к делу подключились правоохранители.

АВГУСТ, 1
Медиахолдинг PrimaMedia
Крупнейшее информационное агентство Дальнего Востока PrimaMedia отключило комментирование новостей на своих сайтах. Причина отключения мнений читателей - вступление в силу с 1 августа так называемого «блогерского закона». Однако пользователи по-прежнему могут оставлять свое мнение в социальных сетях. Это решение прокомментировала юрист медиахолдинга PrimaMedia Галина Антонец: «Медиахолдинг PrimaMedia убрал возможность комментирования новостей на своих сайтах в связи с вступлением в силу так называемого «блогерского закона» (ФЗ от 05.05.2014 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), вступивший в силу 1 августа. Он обязал интернет-сервисы хранить информацию о пользователях в течение шести месяцев, а по требованию полиции - предъявлять о них информацию в случае обнаружения в комментариях нарушения закона. Поэтому многие ресурсы решили отказаться от форумов и возможности комментирования своих новостей на сайте, чтобы обезопасить себя и читателей. Новый нормативный акт не только дал понятие, кто такой блогер, разграничил их права и указал на их обязанности, но и ввел новое понятие «оператор распространения информации в сети Интернет, - считает Антонец. - Электронные периодические издания, сетевые СМИ попадают под действие данного закона, если у них на сайте или через их сайты осуществляется обратная связь с читателями и имеется возможность в режиме реального времени оставлять комментарии, как на самом сайте СМИ, так и на связанным с ним форумом. При этом редакции в течение шести месяцев должны собирать и хранить сведения о пользователях, которые оставляют комментарии на серверах, расположенных в РФ, а также передавать эти сведения по запросу уполномоченным органам», - прокомментировал юрист вступивший в силу закон, утешив, что «однако, читатели РИА PrimaMedia всегда смогут оставить свои комментарии к новостям через социальные сети». Закон также обязывает блогеров, у которых количество читателей составляет от 3 тысяч в день, соблюдать ряд ограничений, аналогичных правилам для СМИ. Например, популярные блогеры и сервисы блогов должны будут регистрироваться в Роскомнадзоре по требованию этого надзорного ведомства или правоохранительных органов. Пока не все приморские СМИ, в том числе электронные, отключили комментарии читателей.

АВГУСТ, 1
Телепрограмма «Неделя с Марианной Максимовской»
Еще два дня назад в «твиттере» телеканала РЕН ТВ было сообщение о том, что передача «Неделя с Марианной Максимовской» вернется в эфир в сентябре, завершив творческий отпуск. Но 1 августа часть коллектива программы оказалась поставлена перед фактом: «Неделю» с Марианной Максимовской» закрыли. «Ищу работу», - сообщил 1 августа в своем «Фейсбуке» корреспондент программы Роман Супер. А чуть позже опубликовал «прощалку», адресованную Максимовской. Ничто не предвещало, первая летучка была назначена на 12 августа - комментировала «Дождю» закрытие программы ее режиссер Альбина Кириллова. Вскоре факт закрытия передачи подтвердила пресс-служба РЕН-ТВ. Известно: Максимовская остается на телеканале, но уже в качестве топ-менеджера (заместитель главного редактора). А место ее программы в эфирной сетке займет программа «ДоброВэфире» - с телеведущим Андреем Добровым. Российские медиааналитики подтвердили: релиз телеканала о запуске новой вечерней программы им пришел как раз 1 августа, но в нем ни слова не было сказано о закрытии программы Марианны Максимовской. Комментарий Ирены Лесневской, основателя телекомпании РЕН ТВ: «Сегодня эта программа смотрелась абсолютно как белая ворона на фоне того мракобесия, в который превратился канал РЕН-ТВ. Удивительно, что столько лет канал позволял этот глоток свежего воздуха. Закрытием этой программы нам говорят: «Забудьте - ни о какой свободе слова речи уже не идет». Это закономерно - странно, что это не произошло еще раньше. Профессия журналиста, комментатора сегодня не востребована. Нужны одинаковые программы, нужно дудеть в одну дуду. Официальное заявление канала - это, что называется, красиво расстаться. Грустно все это».

АВГУСТ, 1
Издательский дом «46 регион»
В Арбитражном суде Курской области рассматривается иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, поданный к сотрудникам местного издательского дома «46 регион». Истец, житель города Курчатова Курской области Сергей Муравьев, требует опровергнуть сведения, распространенные в программе телеканала «ТВ-6», в газете и на сайте «Регион 46». Также в качестве соответчиков указаны герои телевизионного сюжета. В журналистских материалах, вызвавших возмущение истца, рассказывается об одном уголовном деле, по которому он проходил в качестве свидетеля. В частности, рассказывается, что Станислав Муравьев был доверенным лицом подсудимых, имеет отношение к их мошенническим операциям и причастен к развалу одного из предприятий Курской области. Кроме опровержения недостоверных и порочащих, по мнению истца, сведений, он требует с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 1 млн. рублей. Интересы издательского дома «Регион 46» в суде представляет юрист Центра защиты прав СМИ Екатерина Зубань.

АВГУСТ, 1
Газета «Труд»
Арбитражный суд Москвы зарегистрировал заявление ООО «Газета Труд», издателя одноименного средства массовой информации, о признании его банкротом. Заявление о банкротстве пока оставлено без движения, поскольку заявитель, как рассказали в суде, «не приложил документы, подтверждающие основание возникновения задолженности и бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату». Если недостатки будут устранены до 29 августа, суд примет заявление к производству. В PR-отделе издательства подтвердили, что ООО «Газета Труд» действительно является издателем одноименной газеты, однако, по словам сотрудников PR-службы, они не располагают сведениями о возможном банкротстве компании. Газета «Труд» выходит в Москве с 1921 года.

АВГУСТ, 1
Журнал Forbes
Газета «Комсомольская правда»
Савеловский суд Москвы удовлетворил иск главы «Роснефти» Игоря Сечина к издателям и журналистам российской версии журнала Forbes, а также к газете «Комсомольская правда». Как сообщили ИТАР-ТАСС в суде, «суд обязал ответчиков опровергнуть опубликованные в изданиях сведения о том, что он якобы является самым высокооплачиваемым топ-менеджером в России, как не соответствующие действительности». По мнению истца, опубликованная в 12-м номере Forbes за 2013 год публикация о рейтинге самых высокооплачиваемых руководителей компаний в России не соответствует действительности, как и другая статья о привлечении им кредита от «Газпромбанка» при покупке акций «Роснефти». Сечин утверждает, что данные недостоверные публикации нанесли вред его достоинству и деловой репутации (см. монитор за май 2014 года).

АВГУСТ, 1
Сайт РИА Новости
Сайт «ИноСМИ»
Сайт РИА Новости подвергся DDoS-атаке. Стала недоступной мобильная версия сайта, говорится в сообщении агентства. По данным специалистов, сначала был атакован сайт «ИноСМИ». Однако после успешного отражения атаки хакеры решили помешать работе сайта РИА Новости. Внутренние службы мониторинга приняли меры по локализации атаки. DDoS-атака производится при помощи множества зараженных злоумышленником компьютеров, посылающих запросы по определенному адресу в интернете, что приводит к перегрузке и в отдельных случаях недоступности ресурса. Сайт РИА Новости неоднократно подвергался активной атаке. В мае 2012 года его атаковали с почти 2,5 тысячи IP-адресов. Ria.ru тогда был временно переведен на облегченную версию. В июле 2013 года DDoS-атака на сайт РИА Новости повторилась, на ее пике число запросов к сайту достигало 150 тысяч в минуту.

АВГУСТ, 1
«Черноморская телерадиокомпания»
В Симферополе (Крым) сотрудники Федеральной службы судебных приставов прибыли в офис оппозиционного телеканала «Черноморская телерадиокомпания» (ТРК) и провели арест имущества. Сотрудники ТРК предварительно были выведены из офиса наружу, сообщает юриста телеканала Андрей Беспоясный. По его словам, днем в офис пришли люди в форме с решением Хозяйственного суда Крыма по обеспечению иска Крымского радиотелевизионного передающего центра (РТПЦ) об аресте движимого и недвижимого имущества Черноморской ТРК, в том числе передатчиков. «Постановление было выдано вчера, а пришли они уже сегодня и вручили его нам. Это уже незаконные действия, нам должны были дать как минимум сутки на то, чтобы ознакомиться, – говорит адвокат. – Сейчас на улице стоит 30 сотрудников, внутрь не пускают, на двери повесили замок. Внутри находятся люди в форме – человек 20 представителей службы, люди в рабочей одежде. Кто это такие? Нам не представились. Также были 2 камеры, которые вели съемку, они нам тоже не представились, не предъявили удостоверений». При этом, по его словам, сотрудникам приказали не выключать компьютеры.

АВГУСТ, 2
From-UA

ТСН.Ua

Газета «Вести»
ИА «Главком»
«Коммерсант»
«Полит.ру»
Regnum
«Новый регион»
«Росбалт»
«Накануне.Ru»
Slon.Ru
Грани.ру
Сразу 14 российских СМИ получили предупреждения Роскомнадзора. Среди них, по данным «Коммерсанта», «Полит.ру», Regnum, «Новый регион», «Росбалт», «Накануне.Ru», Slon.Ru и уже заблокированный российскими провайдерами «Грани.ру». Ведомство нашло в их материалах призывы к участию в противоправных мероприятиях. Речь идет о публикации интервью с новосибирским художником Артемом Лоскутовым о подготовке так называемого «Марша за федерализацию Сибири». Накануне Slon.ru убрал это интервью со своего сайта по требованию Генпрокуратуры. Предупреждения получили также редакции украинских изданий From-UA, ТСН.Ua, «Вести» и агентства «Главком».

АВГУСТ, 3
Филипп Киреев
Мария Борзунова
Софья Феоктистова
Сергей Холин
Наталия Зотова
Дмитрий Зыков
В Московской области были задержаны активисты и журналисты, направлявшиеся к дачам государственных служащих в деревне Акулинино. Несколько десятков активистов собрались на Большой Тульской улице Москвы, где полицией были опрошены сотрудники Фонда борьбы с коррупцией Николай Ляскин и Георгий Албуров. Вскоре активисты в сопровождении представителей прессы отправились в сторону Акулинина на арендованном автобусе, однако были остановлены сотрудниками автоинспекции неподалеку от города Видное. Полицейские задержали водителя автобуса, и пассажиры направились на железнодорожную станцию Расторгуево, где оказались задержаны сами, сообщает независимый журналист Филипп Киреев. В ОВД Видного были доставлены 23 человека, в том числе журналисты телеканала «Дождь» Мария Борзунова, Софья Феоктистова, Сергей Холин, а также корреспондент «Новой газеты» Наталия Зотова и корреспондент «Грани.Ру» Дмитрий Зыков.

АВГУСТ, 3
Василий Кучушев
Дмитрий Стародубский
Журналисты телеканала «Звезда» - корреспондент Василий Кучушев и оператор Дмитрий Стародубский попали под обстрел на российском пропускном пункте «Гуково» (Ростовская область). Снаряд разорвался в непосредственной близости от журналистов, которые снимали КПП после попадания минометной мины в один из грузовых терминалов, произошедшего ранее. Корреспондент «Звезды» Василий Кучушев рассказал: «К вечеру со стороны Украины стали опять отчетливо слышны взрывы и в какой-то момент один из снарядов разорвался в небе здесь в двух шагах от КПП «Гуково». Осколки разлетелись в радиусе нескольких десятков метров, некоторые из них попали на территорию КПП. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал».

АВГУСТ, 4
Сайт «Новый смысл»
Роскомнадзор заблокировал материал сайта «Новый смысл» «Хватит кормить Москву», посвящённый вопросу создания Сибирской республики в составе РФ и наделения её большими региональными полномочиями. Как указывает редакция сайта, в РКН посчитали, что данный материал содержит «призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». Как сообщил Лениздат.Ру куратор проекта Sensusnovus.ru Дмитрий Жвания, решение Роскомнадзора он «воспринял с юмором». «Режим, который всячески раздувает сепаратизм в соседних государствах, в Грузии, на Украине, запретил статью, в которой речь идёт о перераспределении ресурсов между центром и регионами, в частности, Сибирью. В статье Михаила Пулина «Хватит кормить Москву!» нет призывов к отделению Сибири от России. Эта идея даже не обсуждается. Чтобы увидеть в тексте экстремизм, нужно надеть какие-то специальные очки, которые, наверное, выдают работникам ведомства», – сообщил Дмитрий Жвания. «Несмотря на то, что Роскомнадзор постановил заблокировать лишь один текст – статью Михаила Пулина, многие провайдеры для перестраховки заблокировали весь наш сайт. Наша посещаемость резко упала на две трети. А мы заинтересованы в распространении идей, тем более наш сайт постепенно превратился из информационно-аналитического ресурса в образовательный. Мы размешаем много статей по истории политической мысли, например. В связи с этим мы решили снять текст Пулина, чтобы доступ на наш сайт был полностью восстановлен всеми провайдерами».

АВГУСТ, 4
Мария Масютина
Степан Строгин
Корреспондент газеты «Гражданский голос» Мария Масютина была задержана при попытке попасть на подсчет голосов в УИК в городе Реутове (Московская область). Когда она зашла в помещение, члены УИК выгнали ее оттуда. Охранник, обвинивший ее в незаконном проникновении на территорию УИК, вызвал полицию. Масютину доставили в ОВД по городскому округу Реутов. Ранее туда же был доставлен независимый журналист Степан Строгин, ведший съемку возле здания городской администрации, где проходило предварительное голосование на выборах мэра.

АВГУСТ, 4
Роман Арбитман
Саратовский журналист Роман Арбитман сообщил, что подписан приказ об его увольнении из «Саратовской областной газеты» с 1 августа. Официальный повод – прогул. Сам Роман Эмильевич уверен, однако, что истинной причиной его изгнания стал фельетон, жестко критикующий недавнего гостя Саратова – министра культуры России Владимира Мединского. Арбитман полагает, что его увольнение санкционировали учредители «Саратовской областной газеты» – губернатор Валерий Радаев и спикер облдумы Владимир Капкаев, а также тесно связанный с нашим регионом депутат Госдумы Николай Панков. «Три Васильевича уволили одного Эмильевича, – невесело шутит Арбитман. – Дел у них, что ли, других нет?». И уже серьезно добавляет: «Я знаю, что коллеги из других изданий считают инициатором моего увольнения директора ГАУ СМИ СО «Саратов-Медиа» Владислава Степанова, но это чушь. Степанов – мой единомышленник, он читает мои книги, он – один из немногих либералов, еще остающихся в руководстве государственных СМИ. Он давний, еще по Нижнему Новгороду, друг Бориса Немцова, он сторонник политических реформ и противник войны. При нем областная газета отметила день рождения Михаила Ходорковского, а это, уж поверьте, в наше время кое-что значит... Я считаю, что Владу выкрутили руки, поставив его перед тяжелым выбором: либо он увольняет меня, либо губернатор увольняет его самого. Учитывая, что у Степанова – маленький ребенок, я не брошу в директора камень. Виноваты те, кто наверху отдает устные приказы, чтобы потом, в случае чего, свалить всё на «стрелочника»...».

АВГУСТ, 5
Журнал «Бизнес-курс»
Издатель журнала Forbes ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» подал заявление в арбитражный суд Омской области, в котором он требует обязать омское СМИ прекратить использование статьи «За что воюют: 20 важных для Украины городов на востоке». Издатель Forbes утверждает, что исключительные права на статью принадлежат ему. Как сообщает РАПСИ, заявитель просит суд обязать ООО «Редакция журнала «Бизнес-курс» прекратить использовать его публикацию на сайте ответчика и взыскать компенсацию в размере 100 тысяч рублей. Более того, истец просит обязать омское СМИ опубликовать решение суда на сайте, на котором была незаконно использована его публикация.

АВГУСТ, 5
Газета «Воронежский курьер»
РИА «Воронеж»
Газета «Аргументы и факты»
Газета «Коммуна»
Газета «Комсомольская правда»
Газета «Моё»
Газета «Воронежский курьер» выиграла дело против «Почты России». Издание оспаривало навязывание дополнительной услуги по магистральной доставке. Как нам рассказал зам. руководителя областного департамента связи и массовых коммуникаций Илья Сахаров, по сути, почта два раза брала деньги за одну и ту же услугу. «Почта России» - монополисты, пользуясь этим, они с 2008 года ввели дополнительную оплату за магистральную доставку. В целом услуги для государственных газет районных и областных выходили в районе 8-9 миллионов рублей в год. Сумма существенная, - рассказал Интернет-газете «Время Воронежа» Илья Сахаров. – Мы вяли за основу опыт других регионов, где газетам удавалось через суд отказаться от дополнительной услуги. Это Пенза, Саратов, Калининград и Киров». Дело рассматривали в Арбитражном суде Воронежской области. Впереди аналогичное заседание с РИА «Воронеж». В нашей области это первый подобный случай. Газеты побаиваются вступать в судебные тяжбы с «Почтой России». Однако опыт других регионов показал, что выиграть дело возможно. Более того, на работе СМИ, которые осмелились пойти в суд, прецедент никак не сказался. Они продолжают пользоваться услугами «Почты России», только без переплат. К слову, из-за политики, которую выбрала «Почта России», у СМИ упали подписки. Как сообщил Илья Сахаров, в целом по стране число подписчиков уменьшилось на 20 процентов, примерно такой же показатель по Воронежской области. К примеру, «Аргументы и факты» потеряли 20 процентов, «Коммуна» – 15, «Комсомолка» – 17. Удар пришёлся и на газету «Моё», которая выполнила план по подпискам только на 76,9 процента.

АВГУСТ, 5
Газета «Молот»
В Ленинский районный суд Ростова-на-Дону с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации обратился генеральный директор областной станции по борьбе с болезнями животных Алексей Ермаков. Он предъявляет претензии к редакции газеты «Молот». Поводом для иска послужила публикация в газете открытого письма под заголовком «Услышьте нашу боль!». В материале, вышедшем в мае этого года, авторы, ростовские ветеринары, обращают внимание на кризисные явления в сфере ветеринарии в Ростовской области. Они говорят о возникших проблемах, называют их возможные причины, разъясняют, чем грозит ситуация населению региона. Редакция «Молота» приняла решение о публикации открытого письма в связи с важностью темы не только для специалистов-ветеринаров, но и для всех жителей Ростовской области. При этом было решено, пользуясь правом редакции СМИ хранить конфиденциальность источников информации, не публиковать фамилии авторов. Истец требует от редакции опровергнуть ряд сведений, опубликованных в газетном материале. В частности, Алексей Ермаков считает недостоверными сведения о действиях, которые авторы письма приписывают ему как руководителю станции. Кроме того, истец опровергает, что он являлся «лицом рекламы собачьего корма», «владельцем собачьих питомников и клиник», а также «посчитал сельскохозяйственных животных для Ростовской области ненужным стадом». Кроме опровержения, истец требует символическую компенсацию морального вреда в размере 1 рубля.

АВГУСТ, 5
«Известия»
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ отправила на пересмотр в суд первой инстанции иск депутата Госдумы Александра Тарнавского к газете «Известия». Как рассказали в пресс-службе суда, судьи коллегии ВС РФ удовлетворили кассационную жалобу Тарнавского, направив дело на пересмотр в тот же суд в другом составе. Тверской суд Москвы в июне прошлого года отказал Тарнавскому в иске (см. монитор за октябрь 2012 года, июнь 2013 года), затем Мосгорсуд подтвердил данное решение. Ответчиками по иску выступали ОАО «Редакция газеты «Известия», автор статьи Александр Юнашев и экономист Кричевский, у которого журналист брал интервью. В статье под названием «Справедливая Россия» перестанет существовать», опубликованной в «Известиях» 3 октября 2012 года, со ссылкой на гражданина Никиту Кричевского сообщалось, что Тарнавский якобы заплатил партии деньги, чтобы получить кресло депутата.

АВГУСТ, 5
Сайт Русской службы радиостанции BBC
Интервью обозревателя Русской службы BBC Севы Новгородцева с новосибирским художником Артёмом Лоскутовым немедленно обратило на себя внимание Роскомнадзора. Страница со скандальным интервью заблокирована, а сам материал удалён с сайта. Однако на этом инцидент вероятнее всего исчерпан не будет. По информации «Известий», в службу поступали заявления граждан с требованием «объяснить причины бездействия властей в отношении призывов к беспорядкам».

АВГУСТ, 5
СМИ Воронежа
В Мещанском районном суде Москвы прошло судебное заседание по иску воронежского фотографа к Московскому филиалу ОАО «ФПК». Истец обвиняет компанию в том, что она якобы незаконно использовала его фотографию, и тем самым нарушила нормы авторского права. Фотограф просит суд взыскать с «ФПК» компенсацию за нарушение авторских прав (90 тысяч рублей) и компенсацию морального вреда в размере ста тысяч. Как сообщает молодой человек в исковом заявлении, в ноябре прошлого года в поезде № 45/46 «Воронеж-Москва» он видел фотографию воронежского Благовещенского собора. Фото, которое иллюстрировало расписание движения поезда, по словам истца, было сделано им два года назад. Отметим, что до обращения в суд фотограф пытался «договориться» с дочерней компанией РЖД. «Мы направляли претензию о нарушении авторских прав к компании, просили компенсацию морального вреда в размере двадцати тысяч рублей, - рассказала «Времени Воронежа» юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова. – В ответе представитель компании заявил, что на фото нет знака копирайта, то есть якобы не подтверждается, что автор именно он». У ОАО «ФПК» отсутствуют правовые основания удовлетворить вашу претензию, - сделали вывод в ответном письме представители компании. После этого фотограф рассказал о том, что наличие копирайта не обязательно для осуществления авторских прав. Сейчас позиция ОАО «ФПК» основывается на том, что расписания, о котором говорит фотограф, и вовсе не существует. Это было подтверждено справкой, в которой представители ответчиков заявили, что с февраля 2012 года в поездах висит расписание с фотографией собора Василия Блаженного. На судебном заседании истец и юристы Центра защиты прав СМИ предоставили фото и видео, на которых видно, что расписание с фотографией воронежского храма красуются на стенах вагонов. Однако ответчики не увидели этих доказательств – вчерашнее заседание они проигнорировали. «Суд отложил заседание на сентябрь, - сообщила Светлана Кузеванова. – У ответчиков есть время, чтобы ознакомиться с доказательствами и, может быть, скорректировать свою позицию. Возможно, «ФПК» предложит мировую, ведь нарушение очевидно.

АВГУСТ, 6
Игорь Гашков
Корреспондент «Независимой газеты» Игорь Гашков был задержан охраной в молодежном лагере «Селигер» (Тверская область). 6 августа на форуме провели День религии. В лагере установили передвижную церковь, где совершал богослужения священник, и поставили крест с надписью «Не в силе Бог, а в правде». Тем временем охрана задержала корреспондента «НГ» и поинтересовалась: «Почему вы ходите из стороны в сторону?», после чего журналиста отвели на КПП. Позднее он был освобожден.

АВГУСТ, 6
Все СМИ
Федеральные надзорные органы попытались свести на нет обсуждение в интернете «Марша за федерализацию Сибири», который его организаторы собирались провести 17 августа: Генпрокуратура и Роскомнадзор увидели в нем подрыв «основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации». По требованию прокурорских были заблокированы посвященные маршу страницы «ВКонтакте» и на Facebook, а надзиратели за интернет-изданиями предупредили 14 сайтов, которые сообщили о нем, об ответственности за «осуществление экстремистской деятельности», после чего эти публикации были удалены. Запрет, наложенный на информацию, стал лучшим информационным поводом, чем она сама: тему подхватили другие, в том числе центральные СМИ – российские и украинские. Последние стали обыгрывать ее так, что якобы сибиряки совсем хотят отделиться от России: организаторам марша пришлось пояснять, что настроения их – не сепаратистские, напротив, они этой акцией намеревались «потроллить власть», поддерживающую экстремистские действия в Луганске и Донецке. Но, помимо иронии над российской пропагандистской риторикой, предполагался и прямой смысл, вполне серьезный: как сказали активисты агентству Сибинфо, их цель – напомнить власти и гражданам, что, согласно Конституции, наша страна – федеративное государство, в котором регионы имеют право на политическую самостоятельность, а также «указать на проблемы в сложившейся практике распределения между регионам бюджетных средств». В оргкомитет несостоявшегося марша вошли художники и музыканты, известные своей креативностью и социальной активностью – Артем Лоскутов (автор знаменитых монстраций), Константин Еременко, Саян Андрианов, которые давно вынашивают мысль о «сибирской автономии», естественно, в составе РФ, и ничего противозаконного в такой постановке вопроса, по их мнению, нет. Ничего особенно нового в повестке дня «Сибирского марша» не было: как сказал Артем Лоскутов в интервью Slon. ru (тоже удаленному, но сохраненному на форуме другого ресурса), «движение за независимость Сибири существует больше 150 лет – в городе есть улица Потанина, названная в честь его зачинателя». А в последние годы очередную волну подняли местные художники: в 2010 дали пресс-конференцию, призвав земляков во время переписи называться «сибиряками»: призыву последовали 4116 человек. В 2011 активисты сняли документальный фильм «Нефть в обмен на ничего» - о том, что Сибирь в России, по сути, является колонией. «Мы отдаем свои ресурсы, - заметил Лоскутов - а в обмен получаем набор идиотских законов». Блогеры сочли реакцию федеральных ведомств неадекватной, в частности Алексей Навальный: «В общем, шизофрения полная… Глядя на все это безумие, можно подумать, что в Сибири прям марш за отделение идет. А нет ведь, в стране под названием «Российская Федерация», чуваки проводят марш за федерализацию. За то, чтобы в регионе оставалось больше денег и полномочий». С блогерами неожиданно согласился бывший зам губернатора Новосибирской области Виктор Козодой, написавший в твиттере: «Применяя «административные меры» к организаторам марша и интернет-СМИ, чиновники опять раздули тему на всю Россию, выставляя наш город в дурном виде. …Хочется повторить известную фразу: «Что это? Глупость или измена?». Как и следовало ожидать, новосибирская мэрия отказала организаторам марша в праве на его проведение. Отказ мотивирован необходимостью «обеспечения незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета РФ».

АВГУСТ, 6
«Каспаров.ру»
Хамовнический суд Москвы оставил без удовлетворения жалобу представителей интернет-газеты «Каспаров.ру» на действия Генпрокуратуры РФ и Роскомнадзора, в результате которых доступ к сайту был заблокирован, сообщил РИА Новости адвокат Дамир Гайнутдинов. Он добавил, что намерен подать жалобу на это решение суда после получения полной его версии. В марте Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры внес в единый реестр запрещенной информации сайты «Грани.ру», «Каспаров.ру», сайт «Ежедневного журнала» и блог экс-кандидата в мэры Москвы, известного оппозиционера Алексея Навального. Роскомнадзор заявил, что на этих интернет-ресурсах якобы содержатся «призывы к противоправной деятельности и участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка» (см. монитор за март 2014 года).

АВГУСТ, 6
Телеканал ВЕТТА
В ФЗГ поступила информация, что в Перми журналистов телеканала ВЕТТА сотрудники пресс-службы губернатора не пустили на обычное рабочее совещание. Журналисты обратились за помощью в Пермское отделение СЖР, однако владелец медиахолдинга «УралИнформ ТВ» и советник губернатора Кирилл Маркевич, представившись советником губернатора, принялся по телефону выяснять, «что Союз журналистов имеет в виду, когда выступает в защиту конкурентного ему телеканала ВЕТТА?», - сообщила председатель Пермской краевой организации Союза журналистов России Ольга Лоскутова.

АВГУСТ, 6
Газета «Каратош»
В Саяногорске (Хакасия) редакция газеты «Каратош», выиграла судебный процесс у работника суда, ставшего героем публикации в этом издании. Истец заявил, что не имеет никакого отношения к такому позорному явлению, как коррупция и выставил газете счёт в 700 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Однако суд полностью отказал в удовлетворении исковых требований к редакции «Каратоша».

АВГУСТ, 7
Сергей Трушников
Роман Юшков
Главный редактор газеты «Звезда» (Пермь) Сергей Трушников получил право на реабилитацию. Такой вывод можно сделать из постановления старшего следователя СО управления ФСБ России по Пермскому краю Сергея Водяненко от 26 мая 2014 года. Казенной бумагой уголовное преследование в отношении журналиста прекращено за отсутствием состава преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 280 УК РФ и части 1 статьи 282 УК РФ. Уголовное дело № 9021-13 было возбуждено 29 июля 2013 года по факту публикации за 10 дней до этого в газете «Звезда» заметки «Истерия по-пугачевски» доцента ПГНИУ Романа Юшкова. Сам автор затем был обвинен именно по указанным выше статьям, карающим за публичные призывы к экстремистской деятельности и возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с использованием СМИ (см. монитор за март, апрель, июнь, июль 2014 года). К материалам 5-томного уголовного дела подшит и протокол допроса свидетеля Сергея Трушникова от 5 августа 2013 года. Он сообщил, в частности: «Исходный текст статьи редактировался мной. Я заменил заголовок, убрал несколько резких моментов. Кроме меня текст статьи никто не редактировал… Я несу полную ответственность за данную статью как редактор и как журналист». Другая бумага, которая напрямую касается руководителя «Звезды» - упомянутое постановление капитана юстиции Сергея Водяненко. На второй странице сказано: «Нет достаточных доказательств, указывающих на то, что Трушникову С.В. было известно об умысле Юшкова Р.А. и о содержании его статьи. Достоверно не установлено, что Трушников С.В. ознакомился с текстом статьи Юшкова Р.А. в полном объеме, осознал смысл данной статьи и у него возник умысел на совершение противоправных действий. Руководствуясь принципом невиновности, в соответствии с которым все сомнения толкуются в пользу данного лица и учитывая, что в ходе предварительного следствия не было получено объективных доказательств, достаточных для предъявления Трушникову С.В. обвинения… уголовное преследование № 9021-13 в отношении Трушникова С.В. подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 2. ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в деянии состава преступления». ФЗГ обратился к главному редактору «Звезды» за комментарием. И Сергей Трушников очень удивился. Заявив, что впервые слышит о существовании такого документа, он попросил собкора ФЗГ поделиться копией неизвестного ему постановления. Оставив в стороне интересный вопрос о том, каким образом может в уголовном порядке преследоваться свидетель, заглянем в главу 18 УПК РФ «Реабилитация». В части 5 статьи 133 УПК РФ говорится об иных случаях возмещения вреда, разрешаемых в порядке гражданского судопроизводства. Поскольку пермский журналист не был подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, осужденным, он вправе теперь вчинить России гражданский иск о возмещении имущественного и морального вреда, а также официальном извинении прокурора за свое уголовное преследование.

АВГУСТ, 7
Телеканал «Дождь»
Замоскворецкий суд Москвы взыскал 200 тысяч рублей с телеканала «Дождь» по иску двух пенсионеров, оскорбленных опросом о возможности сдачи Ленинграда немецко-фашистским войскам в Великую Отечественную войну. Как сообщает ИТАР-ТАСС, суд частично удовлетворил иск, признав опрос общественного мнения на телеканале оскорбляющим честь и достоинство истцов. Как отметил в своем иске один из заявителей, «само проведение такого опроса оскорбляет меня и всех тех, кто пережил ужас блокады». Напомним, 26 января этого года накануне 70-летней годовщины снятия блокады Ленинграда посетителям интернет-портала телеканала «Дождь» предложили опрос »Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней». Канал признал вопрос ошибкой и принес свои извинения, но волна возмущения настигла Госдуму и депутатов Санкт-Петербурга, последние попросили прокуратуру проверить »Дождь» и наказать »вплоть до закрытия». В Роскомнадзоре пришли к выводу, что канал нарушил статью 49 закона «О СМИ», согласно которой «при осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций», но санкций не применил. Почти все операторы платного телевещания прекратили трансляцию «Дождя», как они утверждают, по различным причинам. Суд признал, что их действия были в рамках закона и не нарушили прав потребителей телевещания (см. монитор за январь-июль 2014 года).

АВГУСТ, 11
Сергей Резник
В Ленинском районном суде Ростова-на-Дону начался процесс по трём уголовным делам журналиста и блогера Сергея Резника. Сергей Резник обвиняется в заведомо ложном доносе на майора ОБЭП Глинкина и оскорблении двух должностных лиц - бывшего заместителя прокурора Ростовской области Климова и зам начальника центра «Э» облУВД майора Ищенко (см. монитор за июнь 2014 года). В понедельник 11 августа в Ленинском суде состоялось первое, предварительное заседание, закрытое для журналистов и публики. Обвинительное заключение будет оглашено на следующем заседании, дата которого пока неизвестна. В июле Сергей Резник стал героем акции международного общества по защите прав человека, направленной на освобождение политических заключенных. Мероприятие проходило в городе Коттбус в Восточной Германии. «Организаторы изготовили металлические клетки, символизирующие камеры для заключенных с прикрепленными на них плакатами с фотографиями и историями правозащитников. Эти сооружения установили вдоль улицы, ведущей к бывшей тюрьме для политических заключенных ГДР, которую ныне переоборудовали в мемориальный комплекс, - рассказала корреспонденту Bloknot-rostov супруга блогера Наталья Резник. - В клетках находились члены общества по защите прав человека, таким образом, они выражали солидарность с заключенными правозащитниками. В защиту Сергея в клетке несколько часов просидел один из представителей организации господин Хафен». В Ростове тем временем продолжается ещё одна уголовная история, связанная с Сергеем Резником. Дознаватель Ленинского районного отдела внутренних дел отказал в возбуждении уголовного дела по факту присвоения средств, собранных в интернете для оплаты адвокатов и помощи семье Резника. На специальный счет поступило свыше 90 тысяч рублей пожертвований, однако бывший коллега Резника Максим Афонин, на чье имя был открыт счет, так и не отдал эти деньги жене журналиста. Заявление в полицию написала правозащитница Толмачева, перечислившая на этот счет 3000 рублей. В своем заявлении она написала, что 400 рублей из этой суммы – это были её личные средства, а остальное дали её друзья и единомышленники. Дознаватель ухватилась за этот факт и отказала в возбуждении уголовного дела на том основании, что сумма её личных пожертвований всего 400 рублей, а для возбуждения дела требуется, чтобы жертве мошеннических действия был нанесен ущерб не менее 2500 рублей. Толмачева уже написала жалобу в прокуратуру Лениского района.

АВГУСТ, 11
Сайт информационного агентства «Диалог»
Сайт информационного агентства «Диалог» подвергся DDoS-атаке. Как сообщила шеф-редактор портала Дарья Скороспелова, первые сбои сайт начал давать в понедельник, 11 августа, в одиннадцать утра, а в час дня ресурс стал полностью недоступен. «Пока непонятно, откуда ддосят, и кому это надо. Наш хостер пытается решить проблемы и выяснить причину. Сложно сказать, когда «Диалог» станет доступен: на восстановление может уйти от нескольких часов до суток, поэтому мы пока все новости постим во «ВКонтакте». В прошлом году на сайт «Диалога» тоже обрушилась DDoS-атака. Тогда неполадки пытались устранить в течение нескольких дней. Установить причину и источников сбоев в прошлый раз так и не удалось.

АВГУСТ, 12
Марк Нуждин
Радиостанция «Эхо Москвы Ярославль»
В Кировском районном суде Ярославля прошло слушание по иску бывшего заместителя губернатора Александра Сенина к депутату областной Думы Борису Немцову, а также журналисту Марку Нуждину и радиостанции «Эхо Москвы Ярославль». Иск Александра Сенина связан с защитой его чести и достоинства. Бывший чиновник намерен взыскать с ярославской радиостанции, ее журналиста и парламентария 100 тысяч рублей. Борис Немцов заявил о прямом конфликте интересов - что жена экс-заместителя губернатора, курирующего сферу здравоохранения, является главой фирмы, поставляющей медикаменты областным учреждениям. Однако сам Александр Сенин настаивал на обратном. Адвокат и истец аргументировали это тем, что когда бывший чиновник заступал на должность зам губернатора региона, он обратился в комиссию по предотвращению конфликта интересов. Там ему дали рекомендацию нанять в фирму управляющего. И формально жена Сенина не руководит организацией. Рассмотрев материалы дела, суд принял решение об отказе в иске.

АВГУСТ, 11
Елена Рачева
По сообщению «Новой газеты», в Ростовской области задержана корреспондент этого издания Елена Рачева. Она рассказала, что в полицию ее сдал местный житель. «Сначала он потребовал у меня паспорт и редакционное задание, затем вспомнил Быкова и Латынину, назвал «пятой колонной» и бдительно сдал», - пишет Елена Рачева. «Посмотреть на меня собрались начальник угрозыска, прикомандированный из Ростова старший лейтенант ФСБ и все сотрудники УВД», - сообщила журналистка. Ей сообщили, что звуки артиллерийской стрельбы – это салют. И если она будет об этом писать, тогда придут коллеги силовиков и «более убедительно объяснят, что это салют». Позднее Е. Рачеву отпустили.

АВГУСТ, 11
Портал Lifenews.ru
Судья Девятого арбитражного суда согласился с решением своего коллеги о том, что портал Lifenews.ru нанес вред деловой репутации Ланта-банка. В мае арбитражный суд Москвы частично удовлетворил требования банка. Суд обязал ответчика опровергнуть информацию, которая содержалась в статье «В Ланта-банке проходят обыски». В то же время суд отклонил требования банка о взыскании убытков в размере 50 тысяч рублей. ОАО «Ньюс Медиа» подало апелляционную жалобу на решение, однако суд ее отклонил (см. монитор за май 2014 года). Суды, удовлетворяя требования банка о защите деловой репутации, указали, что оспариваемая истцом информация содержит утверждения о фактах, поскольку изложена в утвердительной форме, не содержит оценочных суждений и может быть проверена на предмет соответствия действительности. В тоже время, отказывая в удовлетворении требования о взыскании убытков, суды указали, что банк не обосновал возникновение обязательств, по которым он рассчитывал получить доходы в виде процентов, документально не подтвердил, что отток денежных средств вызван размещением недостоверной информации ответчиком, сообщает РАПСИ.

АВГУСТ, 11
Все СМИ
Депутат Госдумы и сопредседатель центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева на форуме «Таврида» в Крыму заявила, что журналистам угрожали после прямой линии с президентом страны. Именно поэтому был создан центр правовой защиты. «Та конструкция, в которой мы живем, перевернута. У нас критическая степень. Ее нужно снимать. А мозги местных чиновников не перестроить, мы привыкли работать неформально и шаблонно. После прямой линии Путина были две прямых угрозы журналистам, пришлось обращаться к генпрокурору России. ОНФ не нужна кровь, мы не против мэра, губернатора, а против системных ошибок. Создан центр правовой защиты журналистов, чтобы чиновники не обвиняли их за материалы. Завтра не проснуться в новой стране. Мы годами будем эту тему ломать и выстраивать», – заявила Тимофеева.

АВГУСТ, 12
«Ежедневный журнал»
Тверской районный суд Москвы начал рассматривать иск интернет-издания «Ежедневный журнал» и трех его авторов к Роскомнадзору и Генпрокуратуре с требованием отменить блокировку сайта издания. В качестве истцов выступило ООО «Медиафокус» (владелец домена EJ.RU) и три автора издания: писатель Виктор Шендерович, журналист Николай Сванидзе и президент фонда «Индем» Георгий Сатаров. Представители Роскомнадзора и Генпрокуратуры на заседание не явились. Истцы попросили суд истребовать у Генпрокуратуры документ, по которому была произведена блокировка сайта. Владельцы ресурса так и не получили его, несмотря на то, что доступ к сайту был закрыт еще 13 марта. Соответственно, представители «ЕЖ» до сих пор не знают адреса конкретных страниц сайта, из-за которых он был заблокирован. «Мы не имеем возможности быть законопослушными. Нас покарали и не дали возможности исправиться. С общей формулировкой о противоправном контенте, который где-то есть на сайте, можно заблокировать и весь Интернет, заявив, что в Интернете есть противозаконная информация», – объяснили свою позицию истцы. Они пояснили, что оспаривают саму процедуру блокировки, ведь закон обязывает Роскомнадзор сообщить провайдеру хостинга, какая именно информация должна быть удалена с сайта. Напомним, сайт «Ежедневного журнала» был заблокирован 13 марта этого года по требованию Генпрокуратуры. Тогда же в Единый реестр запрещенной информации были внесены порталы «Грани.ру», «Каспаров.ру» и блог Алексея Навального в «Живом Журнале». В уведомлении Роскомнадзора при этом отсутствовало указание на информацию, которую было необходимо удалить для восстановления доступа. Было лишь сказано о присутствии на сайтах некой информации, которая содержит «призывы к противоправной деятельности и участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка» (см. монитор за март 2014 года). Интересы истцов в суде представляет юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

АВГУСТ, 12
Сайт Цензор.Нет
Сайт «Главное»
Сайт «Новый регион»
На территории Крыма начали отключать украинские интернет-издания. В их числе сайты Цензор.Нет, «Главное» и «Новый регион». Читателей этих изданий встречает надпись: «Доступ ограничен по решению суда или по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации». Мобильная группа правозащитников в АРК на своей странице в Фейсбук так прокомментировала ситуацию с блокированием украинских ресурсов: «В Крыму продолжают сворачиваться гражданские и политические права. Свобода слова, выражения мнений, собраний - является для крымчан теперь непозволительной роскошью».

АВГУСТ, 12
Газета «Районные будни»
В Арбитражном суде Курской области завершилось рассмотрение иска ООО «Рыльское ДРСУ», возглавляемого председателем городской думы Рыльска Владимиром Клевцовым к газете «Районные будни». Иски к газете были предъявлены из-за серии публикаций о деятельности депутата и его фирмы в сфере строительного бизнеса были поданы два иска: сначала, в марте этого года лично от Владимира Клевцова, затем, в апреле, – от возглавляемого им «Рыльского ДРСУ» (см. монитор за март, апрель 2014 года). Строительная компания требовала возмещения репутационного вреда в размере 1 млн рублей – с главного редактора газеты и 3 млн – с редакции. Позиция ответчиков в суде состояла в том, что оспариваемые фрагменты текста не являлись порочащими и содержали в себе не сообщения о фактах, а оценочные сведения. Кроме того, ответчики указывали на высокий общественный интерес к проблемам, которые затрагивала газета в спорных публикациях. В итоге суд стал на сторону редакции и отказал строительной компании в иске в полном объеме.

АВГУСТ, 13
Все СМИ
В пункте пропуска Шебекино - Плетневка на границе Белгородской и Харьковской областей ожидается автоколонна с гуманитарной помощью из России. Журналист MIGnews.com.ua, который находится на месте событий сообщил, что официальная съемка на данном КПП запрещена. «На данный момент съемка на пропускном пункте запрещена. Более детальная информация будет в течение дня», - сообщил начальник таможенной службы Руслан Черноморец. После этого всех журналистов попросили выехать из зоны контроля. Утром конвой из 280 КамАЗов с грузом гуманитарной помощи для Украины в четыре этапа выдвинулся в направлении Белгорода. Однако вопрос о гуманитарном коридоре для прохода российской колонны на территорию Украины остается открытым.

АВГУСТ, 13
Андрей Новичков
На Пушкинской площади в Москве прошла несанкционированная акция «Вечер памяти и скорби жертвам войны в Украине». По итогам схода, продолжившегося возложением свечей и цветов к посольству Украины в Леонтьевском переулке, полиция задержала около 25 человек. Команда на разгон акции послышалась из рации одного из полицейских уже спустя 20 минут после начала схода. Одним из первых был задержан журналист интернет-издания «Грани.Ру» Андрей Новичков, но вскоре его отпустили, вслед за ним были задержаны активистка Ольга Мазурова и оператора одного из московских телеканалов.

АВГУСТ, 13
ТВЦ
В производстве Арбитражного суда Москвы находится дело по иску одного из крупнейших российских производителей напитков ОАО «Дека» (квас «Никола») к телеканалу ТВЦ о защите деловой репутации и взыскании 10 миллионов рублей в качестве компенсации. По информации истца, в выпуске программы «Без обмана» телеканала ТВЦ от 13 мая журналисты рассказали о некачественных газировках, среди которых оказался напиток, производителем которого является истец. В частности, авторы передачи обвиняют ряд производителей в несоответствии компонентов состава, указанных на этикетке, реальному содержанию. При этом, по информации истца, демонстрируются конкретные торговые марки и производители, среди которых бутылки с этикетками, на которых отчетливо читаются названия «Никола», «Русский дар». «В сюжете утверждается, что «ни в одном из представленных образцов не оказалось самого главного ингредиента кваса – дрожжей», зато в каждом присутствует «целый букет красителей и консервантов», - передает РАПСИ слова истца. По его мнению, в сюжете были распространены не соответствующие действительности сведения, ущемляющие права и законные интересы компании.

АВГУСТ, 13
Наталья Фонина
В Москве группа граждан вышла на пикет к зданию Следственного комитета Российской Федерации. Десять человек расположились в 50 метрах друг от друга, каждый держал в руках лозунги против коррупции в судах и прокуратуре. Не прошло и двадцати минут, как приехали два «воронка». Правоохранители без всяких объяснений насильно усадили граждан в машины и доставили в отдел полиции «Басманное». В числе задержанных оказалась и корреспондент газеты «Арсеньевские вести» Наталья Фонина, которая пришла к зданию Следственного комитета, чтобы сделать репортаж с места событий. «Да, я попала «под общий замес», - рассказала корреспонденту ФЗГ Наталья Фонина. - Когда я приехала в отдел вместе со всеми, то заместитель начальника Владимир Сечко начал предъявлять претензии, что якобы я стояла с плакатом. Я ответила, что являюсь корреспондентом газеты «Арсеньевские вести», что я не держала никакого лозунга, а просто пришла освещать мероприятие, как и положено журналисту. Мои слова подтвердили сотрудники дежурной группы, которые выехали на задержание, но заместитель начальника отдела полиции «Басманное» сказал, что все мы (и я тоже) вышли на пикет с целью материального вознаграждения, потому что, якобы, в последнее время это «общепринятая практика». Все задержанные и я возмутились, сказав, что он провоцирует скандал, что граждане вышли на пикет исключительно по собственной инициативе и никакого вознаграждения не получают. А я добавила, что стыдно мерить всех под одну мерку, и это страшно, что у полиции сложился такой менталитет: Я просила составить протокол задержания, чтобы обжаловать незаконные действия сотрудников полиции. Но он сказал мне, что составлять протокол не будет, и что со всех (и с меня тоже) возьмут объяснения и проведут профилактическую беседу. Участники пикета написали заявление на имя министра МВД Колокольцева».

АВГУСТ, 14
Валерий Усков
Вячеслав Бойдарико
Закрытый процесс в Затоустовском горсуде (Челябинская область) в отношении журналистов газеты «Правда города Златоуста» Валерия Ускова и Вячеслава Бойдарико идет к завершению. Они обвиняются в незаконном хранении оружия (статья 222 УК РФ) и в угрозах убийством (статья 119 УК РФ) – см. монитор за февраль, май 2014 года. Оба дела, как считают обвиняемые, сфабрикованы, доказательства сфальсифицированы. Ускова, как особо опасного преступника, содержат в предварительном заключении более пяти месяцев в СИЗО города Златоуст. На 26-27 августа назначены прения сторон, и, возможно, уже близко и оглашение приговора. Но на последнем заседании, которое состоялось 12 августа, содержание под стражей Валерия Ускова продлено еще до 10 октября этого года. Официально – у суда есть вопросы к неаккуратно попавшему в колесо «правосудия» потерпевшему Перлису. А означенный Перлис, хоть и потерпевший, но на заседания суда являться не спешит. По слухам (процесс закрыт), еще в январе Перлис в частной беседе говорил, что написать заявление в отношении Ускова и Бойдарико его вынудили полицейские. И обнадежили, что являться в суд ему не придется. По сведениям общественных защитников Ускова, сейчас рассмотрение в суде затягивается из-за того, что сторона обвинения (прокурор) находится в отпуске. Но так как УПК не предусматривает формулировки «откладывается по причине отпуска прокурора», приходится искать более приличные причины. Хотя, что здесь первично – затягивание по причине отпуска, или отпуск из-за необходимости затягивания – остается под вопросом, говорят защитники. И подтверждаются предположения пессимистов о том, что Ускова «заказали для того, чтобы у местных структур от бизнеса, власти, и правосудия (сросшихся очень тесно) не болела голова о спокойных губернаторских «выборах».

АВГУСТ, 14
Михаил Пустовой
Двое активистов Национал-большевистской платформы Михаил Пулин и Мария Катынская, а также независимый журналист Михаил Пустовой задержаны неподалеку от поселка Майма в Республике Алтай. Об этом сообщил Пустовой. По его словам, их задержали на посту ГИБДД по подозрению в участии в экстремистской организации. В республику они приехали с туристическими целями. Как предположила в разговоре с «НацАкцентом» Мария Катынская, задержание может быть связано с подготовкой акции за федерализацию Сибири в Новосибирске, которую поддерживает Пулин. По ее словам, в этой связи уже нескольких активистов вызывали на беседы в правоохранительные органы. Организаторам акции уже дважды отказали в ее согласовании. Ранее Роскомнадзор заблокировал информацию о подготовке акции по подозрению в призывах к "массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка".

АВГУСТ, 14
Максим Собеский
Корреспондент ИА «Новый регион» Максим Собеский был задержан на территории Алтайского края. Он ехал автостопом, машину остановили сотрудники ДПС. После проверки документов его отпустили, он сел на попутку, но затем его остановили вновь и повезли в ОВД Тальменского района Алтайского края. Причину задержания журналисту не сообщают, ссылаются на некую операцию «Магистраль». Через несколько часов М. Собеского отпустили. Он сообщил сотрудникам ОВД, что Марш за федерализацию Сибири (он же – Марш за незыблемость конституционного строя), о котором он писал (эта публикация в интернет-издании «Новый регион» была заблокирована Роскомнадзором, как и некоторые другие публикации об этом несогласованном властями Новосибирска мероприятии), не является сепаратистским мероприятием, что активист Михаил Пулин, один из организаторов Марша, не является экстремистом.

АВГУСТ, 15
Все СМИ
В Ростовской области журналистов держали подальше от «гуманитарного конвоя», направляющегося в юго-восточные области Украины. Об этом в своем твиттере сообщил корреспондент BBC Стив Розенберг, который следит за передвижением конвоя.

АВГУСТ, 15
СМИ Коми
В этом году СМИ Коми выписано два предупреждения за употребление мата на страницах изданий. В Агентстве по печати и массовым коммуникациям прошел семинар для журналистов по профилактике экстремизма в средствах массовой информации. Редакторы засыпали спикера вопросами начальника отдела по контролю в сфере СМИ управления Роскомнадзора по Коми Виктории Пименовой. Она сообщила, что употребление сокращений, первых и последних букв бранных слов, которые используют комментаторы, является нецензурной лексикой, «поскольку всем понятно, что имел в виду комментатор». Однако до предупреждения дело чаще всего не доходит, так как СМИ сами своевременно «вычищают» такие комментарии. «Если в прошлом году было выписано восемь предупреждений, то в этом пока всего два», - сообщила Пименова.

АВГУСТ, 15
Телерадиокомпания «Синтез-ТВ»
В мировой суд Краснодара поступил иск к телерадиокомпании «Синтез-ТВ» - партнеру РЕН ТВ в Краснодарском крае. Иск инициирован Управлением Роскомнадзора по Южному федеральному округу. В исковом заявлении сказано: «В результате рассмотрения материалов, поступивших из Федерального агентства связи общества с ограниченной ответственностью «ТРК «Синтез-ТВ» в г. Краснодар Управлением Роскомнадзора по Южному федеральному округу выявлены нарушения обязательных требований в области связи, выразившиеся в непредставлении в установленные сроки сведений в Федеральное агентство связи о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания за 1 квартал 2014 года, что является нарушением п. 10 условий лицензии». Генеральный директор и главный редактор ТРК«Синтез-ТВ» Галина Червенчук категорически не согласна с исковыми требованиями. В беседе с корреспондентом ФЗГ она пояснила: «Наша компания не оказывает услуг связи, однако ежеквартально отсылала отчет в Федеральное агентства связи по этому виду деятельности с нулями. Наши юристы выяснили, что, согласно Федеральному закону, мы имеем право не отчитываться по видам деятельности, которыми не занимаемся. Поэтому мы прекратили в этом году слать «простыни» с нулями. А недавно с удивлением узнали, что на юридическое и должностное лицо компании «Синтез-ТВ» составлены протоколы об административном правонарушении по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ и дела направлены в суд для рассмотрения. Чиновники ссылаются на требования внутренней инструкции, а, как известно, приоритет должен быть на стороне Федеральных законов. Надеюсь не только доказать в суде нашу правоту, но и сделать по материалам этого дела интересный сюжет для телезрителей на тему юридической грамотности», - пообещала руководитель телекомпании.

АВГУСТ, 15
Шевкет Наматуллаев
Крымского журналиста канала АТР Шевкета Наматуллаева лишили аккредитации в госсовете Крыма и внесли в черный список. Как написал в Facebook его коллега Азад Сафаров, такие санкции к Наматуллаеву применены за то, что он якобы «цинично не вставал во время исполнения российского гимна».

АВГУСТ, 15-26
Газета «Ведомости»
Кирилл Харатьян
Глава Роснефти Игорь Сечин подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете «Ведомости» и ее журналисту Кириллу Харатьяну. Как сообщил Gazeta.ru сам Харатьян, по мнению истца, издание допустило ряд некорректных высказываний. Харатьян является автором колонки «Человек недели». В одной из публикаций он писал о возросшем влиянии Сечина на процессы в экономике страны после того, как он возглавил Роснефть. Сечин высказал претензии к трем фрагментам текста колонки Харатьяна. Он требует опровержения и удаления их с сайта «Ведомостей». 26 августа Останкинский суд удовлетворил требования истца.

АВГУСТ, 17
Александр Грасс
Мировой суд Омска постановил прекратить дело об административном правонарушении в отношении независимого журналиста Александра Грасса. Роскомнадзор, усмотрев в статье, опубликованной на портале «ОмскПраво», учредителем которого является Грасс (он же – автор этой публикации) «незаконное раскрытие персональных данных» четырех несовершеннолетних жителей города, возбудил дело еще в апреле 2014 года. В статье шла речь о детях-сиротах, родной дядя которых на тот момент обвинялся следственным управлением в совершении в отношении них тяжкого преступления. Их имена и фамилии в тексте были упомянуты с ведома и согласия родственников (родной их тети и ее матери) Никаких оснований у обвинения, утверждало «ОмскПраво», не было, что в ходе дальнейшего следствия нашло подтверждение: обвиняемый признан невиновным – все, что ему вменялось, основывалось на словах дедушки «потерпевших», имевшего в этом деле свой интерес: в течение 6 лет он, числясь опекуном, получал средства, выделяемые на сирот государством. В тоже время прокуратура Ленинского округа Омска возбудила уголовное дело в отношении сотрудников органов опеки и попечительства, действия которых причинили детям реальные страдания – из якобы неблагополучной семьи их перевели в социально-реабилитационный центр. Не разобрались охранители детства в ситуации, поскольку не интересовались, где и как живут опекаемые – в течение нескольких лет не посетили ни разу их место жительства, хотя обязаны наведываться к ним и проверять условия их проживания регулярно. Не вникло в суть дела и региональное управление Роскомнадзора, вынесшее предупреждение Омскому правовому порталу. Руководствовалось надзорное ведомство частью 6 статьи 4 Закона «О СМИ», где сказано, что «редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах информацию о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, позволяющую установить их личности». Однако тут же и уточняется: исключение составляют «случаи, когда распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего». Мировой суд признал, что публикация на «ОмскПраве» преследовала именно такую цель – вернуть детей из казенного учреждения, куда они попали по недоразумению, в их семью и отменил постановление об административном правонарушении. Теперь юристы правового портала намерены оспорить вынесенное Роскомнадзором АВГУСТ, 18
Газета «ТВР-Панорама»
Верховный суд Карелии защитил право граждан на иное мнение. За этим судебным процессом с профессиональным интересом и беспокойством наблюдали многие редакции СМИ в Карелии, поскольку речь шла о возможности применения инструмента политической цензуры в отношении журналистских публикаций. Газета «ТВР-Панорама» опубликовала переписку между родственниками, проживающими по разные стороны границы Украины и России, интерпретация событий в которой отличалась от той, что представлялась в большинстве российских СМИ, сообщавших, что жители Крыма желают вхождения полуострова в состав Российской Федерации. В частной переписке граждане Украины писали о других настроениях. Факт публикации переписки, против чего не возражали сами её участники, был расценен прокуратурой Карелии как действие, попадающее под антиэкстремистское законодательство. Главному редактору Е. Белянчикову было вынесено предостережение. Однако последний, не согласившись с ним, обжаловал решение надзорного органа в суде и выиграл процесс в первой инстанции. Тогда уже прокуратура с этим не согласилась и стала настаивать, что публикация переписки после того, как в марте 2014 года состоялся референдум в Крыму и жители его проголосовали за вхождение в состав России, должна расцениваться так: «рассуждения о незаконности включения в состав России Республики Крым содержат признаки экстремизма» (см. монитор за апрель, июнь 2014 года). Но подобная трактовка событий и законодательства не была поддержана Верховным судом Карелии. В итоге редакция газеты «ТВР-Панорама» выиграла судебный процесс, избежав наказания за «экстремистскую публикацию». Главный редактор еженедельника Е. Белянчиков считает, что таким образом защищены не только журналисты «ТВР-Панорамы», но все редакции. По его мнению, суд не допустил политической цензуры, своим решением подтвердив законное право граждан России на инакомыслие.

АВГУСТ, 18
Все СМИ
В ряде российских СМИ 9-10 августа 2014 года была распространена информация о победе жительницы Петербурга Юлии Иониной на конкурсе «Миссис мира» в Эквадоре. Но, как оказалось, настоящий конкурс в этом году будет проводиться осенью в Вашингтоне (США). Организаторы этого мероприятия опубликовали официальное опровержение. В своих комментариях они не скупились на резкие оценки, говоря о ложной информации и дискредитации их мероприятиях. Звучали, впрочем, и более осторожные оценки произошедшего. Так, заместитель председателя российского оргкомитета мероприятия Алексей Кузнецов уточнил, что СМИ могли просто «растиражировать запись из социальных сетей». Уточним, речь идет о записи со страницы самой Юлии. И хотя большинство СМИ поспешили уточнить информацию, угроза судебного преследования редакций остается. Эта ситуация показывает, как важно журналистам следовать профессиональным стандартам, тщательно проверяя информацию до ее обнародования. Напомним, что этого требуют как журналистские кодексы этики, так и закон «О СМИ».

АВГУСТ, 18
Игорь Макаров
В Челябинске в отношении главного редактора ИА ЧелНовости.Ру Игоря Макарова возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 204 УК РФ («Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего»). Об этом Макарову сообщили в региональном СУ СК РФ. Его делом занимается и.о. руководителя следственного отдела по Ленинскому району города Челябинска В. Александров. Напомним, заявление о вымогательстве на журналиста написал менеджер ООО «Много мебели» Иван Банных. 1 августа 2014 года он передал журналисту 30 тысяч рублей за удаление нежелательной для фирмы ООО «Много мебели» публикации, после чего журналист был задержан сотрудниками ОБЭП. После объяснений в полиции его отпустили. В полиции И. Макаров изложил свою точку зрения на события: «Руководство мебельной фирмы заставляет журналистов удалять компрометирующие их публикации. В частности, на сайте ИА ЧелНовости.Ру в декабре 2013 года в заметке «У «Много мебели» мало перспектив» сообщалось о том, что мебельная компания искусственно наращивает долги и создает подставные фирмы для ухода от уплаты налогов на территории России. После длительных переговоров с руководителем отдела ООО «Много мебели» Дмитрием Мирошниковым публикация была удалена по обоюдному согласию сторон. Редакция получила вознаграждение 15 000 рублей с личного счета Мирошникова в «Альфа Банке». В конце июля 2014 года ИА ЧелНовости.Ру опубликовала заметку «Компания «Много мебели» доставила много хлопот жителям Челябинска». Мирошников вновь предложил редакции удалить материал за вознаграждение (а не исправить недостатки либо репутацию фирмы другим образом). Именно после этого и было написано заявление в органы о вымогательстве». По мнению Игоря Макарова, журналистов запугивают или предлагают денежные вознаграждения, а потом «доносят» в полицию, вымогают мол. Главное, коммерсанты не опровергают факты, изложенные в публикациях, не считают их порочащими и не идут оспаривать их в суд. Они тупо стараются вначале купить лояльность издания, а потом пишут заявления. После произошедшего следователи дали комментарии, что факт вымогательства нужно доказать, а раз таких доказательств нет, то дело не имеет перспективы. И вот - новый поворот: незаконное получение одним коммерческим лицом денег от другого коммерческого лица. По идее, это сделка купли-продажи определенного рода услуг или товара. А по УК РФ - до 7 лет со штрафом и запрет, как в случае с другим нашумевшим делом журналиста-редактора, Аксаны Пановой, заниматься профессиональной деятельностью.

АВГУСТ, 18
Сайт pravdabeslana.ru
Сайт pravdabeslana.ru заблокирован. Вместо главной страницы висят слова «Уважаемые пользователи! Мы приносим извинения, но доступ к запрашиваемому ресурсу ограничен». Политолог и автор ресурса Марина Литвинович утверждает, что это уже вторая блокировка за три месяца. ЖурДом связался с Литвинович, чтобы узнать подробности происходящего. Выяснилось, что ровно три месяца назад 17 мая сайт pravdabeslana.ru был заблокирован «Ростелекомом» без предварительных предупреждений. Литвинович узнала о блокировке от читателей, которые стали ей активно присылать сообщения о том, что в доступе к сайту отказано. Ровно через три месяца, 17 августа, произошла, по ее словам, ровно та же ситуация. Связаться с представителями «Ростелекома» ей не удалось ни в тот раз, ни в этот. По словам Марины, на сайт не добавлялась никакая новая информация, он полностью архивный. На нем размещаются материалы, связанные с альтернативным расследованием Беслановской трагедии, результаты которых очень сильно отличаются от официальных. Более того, она проверила адрес в реестре запрещенных сайтов и не обнаружила его там. В пресс-службе «Ростелекома» отказ в доступе объяснили ограничением «по решению Ленинского районного суда г. Ростов-на-Дону по делу №2-3448/2013 от 31 октября 2013 года». При этом текст данного дела пресс-служба предоставить не смогла. Как и не смогли представители Ленинского районного суда Ростова-на-Дону, ссылаясь на «отсутствие доступа к интернету». Марина Литвинович заявила, что намерена обратиться в суд.

АВГУСТ, 19
Александр Скобов
Нападение на правозащитника и постоянного автора портала «Грани.Ру» Александра Скобова раскрыто, сообщают петербургские СМИ. Полиция Красногвардейского района Петербурга задерла подозреваемых в рамках расследования другого разбоя. Как сообщается, полиция задержала двоих уроженцев города Орска Оренбургской области. Одному из них 33 года (безработный), второму 29 лет (неоднократно судим). Задержанные подозреваются в нападении и на другого человека, совершенном тогда же, когда и на Скобова (см. монитор за июль 2014 года). Кроме этих случаев, задержанным вменяют еще три похожих эпизода, совершенных в мае, июле и августе текущего года на севере Петербурга. Сам Скобов сейчас находится в санатории и узнал о задержании подозреваемых от журналистов. По его словам, у него нет никаких сведений о задержанных.

АВГУСТ, 19
Александр Яковенко
На юге Москвы четверо неизвестных избили и ограбили оператора «Газеты.Ru» Александра Яковенко. Нападение произошло около 23.00 на улице Красного Маяка недалеко от станции метро «Пражская». Неизвестные нанесли журналисту удар по голове и начали избивать журналиста ногами, после этого отняли сумку и скрылись. Сотрудники правоохранительных органов, в том числе начальник отделения и следователи, скорая помощь прибыли на место происшествия через четыре-пять минут. Потерпевшего доставили в 1-ю градскую больницу им. Пирогова, где он прождал врача более трех часов. Медики установили перелом носа, множественные ушибы. По факту грабежа заведено дело.

АВГУСТ, 20
Аркадий Зарубин
Прокурор Тункинского района (Бурятия) утвердил обвинительный акт по уголовному делу об избиении редактора газеты «Аршан» Аркадия Зарубина. Конфликт между редактором тункинской газеты «Аршан» Аркадием Зарубиным и специалистом районной администрации Олегом Юндуновым произошел днем 20 июля. Как сообщается в официальной информации прокуратуры Бурятии «Юндунов, находясь у здания районной администрации в селе Кырен, из хулиганских побуждений, используя малозначительный повод, нанес несколько ударов главному редактору газеты «Аршан», причинив ушиб мягких тканей височной области слева». Журналист сразу же зафиксировал побои и обратился в полицию (см. монитор за июль 2014 года). Олега Юндунова задержали в Прибайкальском районе Бурятии и поместили в межмуниципальный отдел «Тункинский» на двое суток. Его действия квалифицировали по признакам состава преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 116 УК РФ («Нанесение из хулиганских побуждений побоев, причинивших физическую боль»). После происшествия Аркадий Зарубин заявил, что намерен довести дело до конца. В настоящее время уголовное дело в отношении Олега Юндунова направлено мировому судье судебного участка Тункинского района для рассмотрения по существу.

АВГУСТ, 20
Эдуард Шмонин
Довыборы в Думу Сургута (Ханты-Мансийский автономный округ) оказались в центре громкого скандала. Радикальная настроенная молодежь мешает агитации «чужих» кандидатов, а попытавшиеся разобраться в ситуации журналисты слышат в свой адрес угрозы. В ситуации будут разбираться полицейские. В Сургуте 14 сентября будут выбирать не только губернатора, но и двух депутатов в городской парламент. В преддверии выборов журналисту Эдуарду Шмонину угрожает расправой руководитель скандально известной организации «Совесть» Руслан Аюпов. «Это ведь не угрозы от какого-нибудь гастарбайтера. Эти ребята избивают людей, у них есть оружие, они стреляли по машинам. А тут конкретный наезд на меня», - рассказал редактор общественного телевидения Югры Эдуард Шмонин. Э. Шмонину угрожают не впервые, но радикально настроенная молодежь может легко перейти от слов к делу. У журналиста есть запись телефонного разговора. Разобраться с журналистом Руслан Аюпов якобы решил, прочитав что-то нелестное о своей организации в предвыборной листовке кандидата в депутаты Михаила Кучерова, товарища Эдуарда Шмонина. Сам журналист связывает эти угрозы со своей профессиональной деятельностью.

АВГУСТ, 20
РБК Daily
Бывший начальник главного антикоррупционного управления МВД РФ Денис Сугробов, обвиняемый по делу о провокации взятки, подал иск о защите чести и достоинства к изданию РБК Daily. Бывшего сотрудника возмутил материал, где утверждалось, что он якобы является родственником начальника контрольного управления президента РФ Константина Чучейко. Об этом сообщила Алиса Образцова, адвокат Сугробова. Защитница сообщила, что в материале, опубликованном в мае этого года, издание утверждало, что Сугробов и Чуйченко женаты на родных сестрах, что и повлияло на стремительный рост бывшего главы ГУЭБиПК. «Данные сведения не соответствуют действительности. У супруги Сугробова нет родных сестер, в родственных связях с Чуйченко он не состоит. В связи с этим мы просим суд обязать издание опровергнуть данные сведения», - цитирует РИА Новости слова адвоката. В иске также отмечается, что успешная карьера Сугробова связана исключительно с его личными заслугами. Образцова добавила, что Сугробов не выдвигал денежных претензий к РБК Daily. По версии следствия, экс-начальник ГУЭБиПК МВД РФ Денис Сугробов со своим заместителем и другими бывшими сотрудниками МВД пытались подставить сотрудника ФСБ, выдав себя за бизнесменов, и предложив взять их «под крышу» за 10 тысяч долларов в месяц. В июне бывший заместитель Сугробова Борис Колесников покончил с собой, выбросившись из окна.

АВГУСТ, 20
ВГТРК
Предприниматель Виталий Рукосуев подал жалобу на отказ арбитража Москвы в иске о защите деловой репутации и взыскании с ВГТРК 100 миллионов рублей компенсации за распространение недостоверной, по мнению заявителя, информации. Об этом сообщили в Девятом арбитражном апелляционном суде. Напомним, 17 июля Арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении иска Рукосуева. В иске говорится, что в программе «Вести. Дежурная часть» (телеканал Россия 1) в рубрике «Московские мошенники» был показ сюжет, посвященный деятельности по очистке кредитных историй. Истец считает «необоснованным представление в передаче его деятельности по удалению кредитных историй незаконной и мошеннической». Суд посчитал, что распространенная в программе канала информация не может считаться относящейся непосредственно к истцу. Утверждений о том, что «истец является мошенником и аферистом», а также о том, что «сделать кредитную историю чистой Виталий Рукосуев предлагает обманным путем», в передаче не было, говорится в решении суда. В решении арбитража говорится, что требование о взыскании компенсации морального вреда также не подлежит удовлетворению, в связи с отсутствием доказательств факта его причинения.

АВГУСТ, 20
Магомед Ханмагомедов
В Дербенте (Республика Дагестан) неизвестные преступники избили главного редактора газеты «Дербентские известия» Магомеда Ханмагомедова. Это уже четвертое нападение, пережитое журналистом. Инцидент произошел около полудня прямо в кабинете главного редактора - два молодых человека в спортивных костюмах нанесли Ханмагомедову несколько ударов, после чего скрылись. «Я был у себя на работе и как раз выходил, чтобы проводить посетителя. В это время в редакцию вошли двое крепких молодых людей и спросили, кто здесь Ханмагомедов. Я ответил, что это я, и попросил их подождать меня в кабинете. Когда я вернулся, они начали меня избивать, при этом ничего не говорили», - цитирует пострадавшего «Кавказский узел». По словам главного редактора, нападавших он видел впервые. М. Ханмагомедов считает, что его пытались припугнуть. Он также сообщил, что обошлось без серьезных травм – результатом нападения стали ссадины, гематомы, ушибы. Журналист написал заявление в полицию. «Обстоятельства уточняются, проводится проверка», - рассказал «Интефаксу» представитель пресс-службы МВД по Дагестану. Отметим, что главным редактором «Дербентских известий» М. Ханмагомедов стал совсем недавно, ранее он работал в республиканской газете «Черновик», затем издавал собственную газету «Площадь Свободы». Журналист связывает последнее нападение со своей профессиональной деятельностью. Это далеко не первый инцидент с его участием, М. Ханмагомедов постоянно подвергался преследованиям. В июле 2010 года после публикации в «Черновике» материала «Живыми не брать» журналист получал угрозы и СМС с неизвестных номеров. В ноябре 2010 года Ханмагомедова избили в здании администрации города Дагестанские Огни. В мае 2011 года в Дербенте на него напали двое неизвестных. А в сентябре 2012 года его пытались похитить (см. монитор за июнь, ноябрь 2010 года, май 2011 года, сентябрь 2012 года). Об успехах полиции в расследовании этих происшествий ничего не известно. Любопытно, как отнесутся власти и правоохранители к произошедшему на этот раз? Откажут в возбуждении уголовного дела, как после нападения в 2011 году? Или все кончится извинениями за нападение, как в ноябре 2010 года?

АПРЕЛЬ, 20
Журнал «Русский репортер»
Издатель «Русского репортера» доказывал в апелляции, что решение, обязывающее журнал опровергнуть статью, напрямую затрагивает его права и обязанности, а ответственность неправомерно возложена на учредителя. Инициатор спора – Институт стволовых клеток человека – возражал, что отвечать должен именно учредитель, так как редакция журнала юрлицом не является. Коллегия пересматривать решение отказалась. В январе прошлого года в журнале «Русский репортер» и на его сайте появилась статья «Деньги на крови младенцев», в которой автор Алеся Лонская рассказывала о деятельности банков стволовых клеток, в том числе о «Гемабанке». Институту стволовых клеток человека (ИСКЧ), правообладателю товарного знака «Гемабанк», материал не понравился. И в апреле 2013 года ИСКЧ направил в адрес редакции журнала требование опубликовать ответ в соответствии со статьей. 46 закона о СМИ. «Русский репортер» ответ не опубликовал, а на требование института никак не отреагировал. Тогда ИСКЧ обратился в Арбитражный суд города Москвы с требованием признать незаконным уклонение редакции журнала от направления мотивированного ответа на требование о публикации ответа. Судья Наталья Фатеева иск института удовлетворила полностью (см. монитор за апрель 2014 года). Апелляционную жалобу в 9-й ААС на это решение подал не ответчик и учредитель журнала, ЗАО «Медиахолдинг «Эксперт», а издатель – ЗАО «Группа Эксперт». В итоге апелляционная коллегия, немного посовещавшись, решила производство по апелляционной жалобе прекратить.

АВГУСТ, 20
Съемочная группа пресс-службы «ЯБЛОКА»
В здании правительства Москвы прошел круглый стол Комиссии по развитию гражданского общества, местного самоуправления и добровольческой деятельности Общественной палаты Москвы. Съемочная группа пресс-службы «ЯБЛОКА», прибывшая для освещения мероприятия, столкнулась с противодействием охраны и сотрудников московского правительства. Накануне круглого стола корреспонденту пресс-службы «ЯБЛОКА» по телефону было объявлено, что «возможно, вас не пустят». А за несколько часов до начала заседания корреспонденту позвонили из московского правительства и сообщили, что «вам отказано в аккредитации». Причины не объяснялись. Сотрудница ведомства Анастасия Дунаева заявила, что она не принимала этого решения, ей «так сказали». Кто именно «так сказал», Дунаева не сообщила. Когда журналисты пресс-службы прибыли на место, выяснилось, что в «списках журналистов, допущенных на мероприятие», их не оказалось. После предъявления удостоверений журналисты попросили связать их с лицом, принимавшим решение о недопуске. Присутствующий возле поста охраны человек дал команду охранникам пропустить одного журналиста, а оператора Игоря Матросова в здание не пустили, заявив о некоем «дресс-коде», в который не вписываются бриджи оператора. Корреспондента проводили к залу заседаний и предупредили – внутрь не входить, а смотреть «трансляцию» в коридоре, так как «в зале нет мест». Журналист, взявший видеокамеру у своего коллеги-оператора, вскоре выяснил, что свободных мест в зале достаточно. Он спокойно зашел в помещение и приступил к работе. Во время перерыва журналисты стали записывать комментарий председателя «ЯБЛОКА» Сергея Митрохина у входа в здание, но к ним подошел охранник и потребовал прекратить съемку, якобы на это должно быть какое-то особое разрешение. Журналистам удалось убедить его не мешать работе, но спустя пять минут к ним подскочили двое мужчин крепкого телосложения, в черной форме и потребовали прекратить съемку и предъявить документы. Представляться они отказались. Изучив паспорта журналистов, их удостоверения и приглашение на круглый стол, они заявили, что «приглашение должно быть завизировано», кем и зачем – объяснить не смогли. Журналисты, которые уже закончили работу, предпочли отказаться от выяснения подробностей и уйти подальше от здания правительства Москвы.

АВГУСТ, 22
Владимир Соловьев
Савеловский суд Москвы отказался удовлетворить иск бизнесмена Сергея Полонского к журналисту Владимиру Соловьеву о защите чести и достоинства.

Полонский обратился в суд в июне 2014 года после заявлений Соловьева, прозвучавших в эфире «Вести FM». Ответчиками выступали радиостанция и сам журналист. Бизнесмен требовал опровергнуть 16 реплик Соловьева, в том числе характеризующих его как «шизоидную личность». По мнению Полонского, эти фразы порочат его честь и достоинство. В иске указано, что после передачи Соловьева предприниматель очень переживал, а у его матери эфир вызвал головные боли и нервные расстройства (см. монитор за июнь 2014 года). Основатель корпорации Mirax Group Сергей Полонский в июне 2013 года был заочно обвинен в мошенничестве в отношении дольщиков жилищного комплекса «Кутузовская миля» и объявлен в международный розыск. В ноябре 2013 года его задержали в Камбодже, однако уже в январе он вышел на свободу. Власти страны отказались экстрадировать предпринимателя в Россию из-за того, что на территории Камбоджи в отношении него возбуждено уголовное дело.

АВГУСТ, 22
Газета «Листок»
В ряде районов Республики Алтай какие-то люди скупают оппозиционную газету «Листок». Как сообщил издатель «Листка» Сергей Михайлов, в Турочакском, Чемальском и Усть-Канском районе, начали скупать свежий номер газеты «Листок», чтобы он не дошёл до читателей. «Не очень понятно, какие именно материалы в номере вызвали такую реакцию - то ли две полосы агитации за Владимира Петрова, то ли цветная полоса, анонсирующая специальный сайт с листовками против «команды проходимцев» под названием «Проходимцам – нет», - рассказал С. Михайлов. 14 сентября в Республике Алтай должны пройти выборы губернатора. В случае, если ни один из кандидатов не наберёт 50% голосов, то 28 сентября состоится второй тур.

АВГУСТ, 23
Владимир Шрейдлер
Московская полиция задержала в Александровском саду четверых активистов и журналиста Владимира Шрейдлера во время видеозаписи поздравления украинцев с Днем Независимости у стен Кремля. Как сообщает «ОВД-Инфо», активисты пытались снять видео на гранитной аллее с блоками в честь городов-героев напротив блока «Киев». Журналиста Шрейдлера и активистов доставили в отделение внутренних дел «Китай-город», но позже отпустили, взяв с них письменные разъяснения. При этом причины их задержания полицейские не назвали. На своей странице в Facebook московский активист Павел Шелков написал: «Поговорил по телефону со Шрейдлером - оператором и журналистом, задержанным вместе с четырьмя нашими товарищами у кремлевской стены. По его словам, после перекрашивания звезды на высотке и украинского флага там же у Путина начался ужасный «головняк». Весь центр Москвы в районе Кремля кишит патрулями, ожидающими, очевидно, что поддерживающие Украину подпольщики перекрасят в цвет прапора и Кремль. А ребята говорили на камеру по очереди всего три слова : «Я поздравляю Украину!».

АВГУСТ, 24
Маргарита Сытник
В Москве ФСБ заинтересовалась журналисткой украинского телеканала «1+1» Маргаритой Сытник. В связи с угрозой ареста телеканал вынужден срочно отозвать своего собственного корреспондента в Москве, сообщается на сайте «1+1». В сообщении говорится, что пока Маргарита находилась в отпуске вне Москвы, к ее друзьям пришли люди из ФСБ с просьбой сообщить о ее местонахождении и отдать телевизионную технику, которую она оставила им на хранение на время отпуска. «Имея неприятный опыт общения с российскими государственными структурами относительно наших журналистов, мы приняли решение отозвать Маргариту из Москвы», - прокомментировал ситуацию руководитель информационной службы «1+1» Сергей Попов.

АВГУСТ, 24
Арсений Веснин
В Санкт-Петербурге на Невском проспекте избит корреспондент радиостанции «Эхо Москвы» в Петербурге» Арсений Веснин, выполнявший редакционное задание - он прибыл для освещения одиночных пикетов в поддержку Украины. А. Веснин сообщил, что незнакомец, увидев у журналиста микрофон с логотипом «Эха Москвы», ударил его ногой по руке и микрофону. Полиция оставила этот эпизод без внимания. «Потом я встретил его через полчаса. Он уже стал бить ногами по лицу. Выбил планшет, микрофон, сбил очки. В этот момент его задержали», - рассказал журналист, которого также отвезли в полицейский участок. Там у него приняли заявление о нападении. Из отделения полиции Веснину пришлось отправиться за медицинской помощью в НИИ Скорой помощи им. Джанелидзе – у журналиста подозревают сотрясение мозга. Исполняющий обязанности губернатора Георгий Полтавченко поручил ГУ МВД по региону разобраться в случившемся. «Гражданин, подозреваемый в нанесении побоев Веснину, доставлен в отделение. Обстоятельства случившегося выясняются», - сообщили полицейские.

АВГУСТ, 24
Газета «Уральская неделя»
Самарские полицейские задержали 30-летнего гражданина Узбекистана, подозреваемого в ограблении журналиста, сообщает пресс-служба регионального ГУ МВД России. В полицию поступило сообщение, что на ул. Мечникова неизвестный избивает мужчину. Прибывшие на место происшествия сотрудники ППС пресекли драку. Пострадавшего с ушибами и ссадинами направили в больницу, его оппонента для разбирательства доставили в отдел полиции. Во время опроса выяснилось, что 41-летний потерпевший - гражданин Казахстана, работает независимым журналистом газеты «Уральская неделя». Он собирался написать репортаж о жизни людей без определенного места жительства и, чтобы вызвать доверие у потенциальных героев, выдавал себя за бездомного. По версии следствия, во время общения подозреваемый, не имеющий регистрации на территории региона, напал на представителя СМИ, избил его, а затем похитил у него мобильный телефон, кошелек и диктофон. По факту грабежа возбуждено уголовное дело. Подозреваемый находится под арестом.

АВГУСТ, 25
Еженедельник «Бизнес-курс»
Омскому еженедельнику «Бизнес-курс», которому много раз приходилось отбиваться от исков чиновников и правоохранителей (о чем мы сообщали, в частности, в дайджестах №№ 536, 641, 648 и др.), неожиданно предъявило претензии другое независимое издание – журнал Forbes. Издатель, ЗАО «Аксель Шпрингер Раша», обратился в Арбитражный суд Омской области с требованием «обязать «Бизнес-курс» прекратить использование статьи «За что воюют: 20 важных для Украины городов на востоке», поскольку, как сказано в исковом заявлении, исключительные права на нее принадлежат одному юридическому лицу – истцу. Издатель требует в качестве компенсации причиненного ему вреда 100 тыс. рублей, а также опубликовать решение суда на сайте БК. На сайте Forbes оспариваемая публикация появилась 8 мая, и в тот же день ее перепечатал «Бизнес-курс»: с его стороны не было попытки выдать эту статью за свою – в конце текста дана ссылка на первоисточник, которая хороша видна (выделена синим цветом), и, тем не менее, по мнению издателя, имело место нарушение его прав. Дата начала судебного разбирательства пока не определена.

АВГУСТ, 25
Все СМИ
Активисты «Другой России» заявили, что полиция при задержаниях у Генкольсунства Украины в Санкт-Петербурге мешала работать прессе. «Стражи порядка при задержании активно мешали работать прессе: закрывали камеры и пытались выбить из рук фотографов технику», - рассказали в пресс-службе незарегистрированной партии. В воскресенье активисты петербургского отделения «Другой России» в день независимости Украины провели акцию у Генконсульства страны. Они закидали здание консульства дымовыми шашками, развернули большой флаг Новороссии, разбросали листовки.

АВГУСТ, 25
«Открытая газета»
По распоряжению главного судебного пристава Ставропольского края Николая Коновалова мощь репрессивного ресурса возглавляемого им ведомства брошена на крохотный коллектив. Приставы отдела по особо важным производствам группами и поодиночке ходят в редакцию как на работу, парализуя газетный процесс. На руках у них грозные предписания – немедленно, в течение двух дней, напечатать для чиновницы Панфиловой очередное опровержение. Два года назад «Открытая» вступилась за пенсионера из Минвод, получившего хамское письмо из полпредства СКФО – с соответствующими отметками почтового отделения, на государственном бланке за подписью Т. Панфиловой, руководителя секретариата аппарата полпреда президента в СКФО. Чиновница от своего авторства отказалась и подала на редакцию в суд. Суд не стал расследовать, кто же автор письма на государственном бланке с входящими и исходящими, отказался назначить почерковедческую экспертизу. Чиновница, ни разу не появившаяся в зале судебного заседания, добилась судебного решения об опровержении (см. монитор за апрель 2013 года). Газета его опубликовала. Но в суде и в принятом решении было столько процессуальных ошибок и неувязок, что редакция сочла необходимым их прокомментировать, одновременно проводя расследование – а единичный ли этот случай в работе полпредства с письмами, и почему на защиту чиновницы ринулись вдруг главные силовые ведомства. Почему главный судебный пристав Николай Коновалов рядовое, пустячное дело по частному иску гражданки Панфиловой вдруг передал в отдел по особо важным производствам? Ведь по закону туда попадают объекты с долгами свыше одного миллиарда рублей! У редакции важная задача - борьба с коррупцией в органах власти, в том числе и в ведомстве Коновалова. Газета из номера в номер печатает имена и должности тех, кто, по мнению журналистов, «действуют перпендикулярно интересам государства и общества». Значится там и Николай Коновалов - редакция располагает его письменными докладами о том, как приставы «работают» с «Открытой газетой».

АВГУСТ, 25
Съемочная группа канала «Пятница»
В Ярославле съемочная группа телеканала «Пятница» во главе с ведущей программы «Ревизорро» Леной Летучей прибыли в ресторан «Ванильное небо», чтобы снять сюжет о качестве услуг в заведении. Передача «Ревизорро» рассказывает об уровне сервиса в барах, ресторанах и отелях различных городов России. Однако охранники не захотели пускать журналистов в «Ванильное небо», поскольку заведение находилось под усиленной охраной в связи с присутствием высокого гостя - у патриарха был праздничный обед с гостями, приуроченный к 700-летию местного Толгского монастыря. Владелица ресторана Ольга Тихонова рассказала, что журналисты, вероятно, были не в курсе, что в «Ванильном небе» в тот день обедал патриарх. По словам женщины, репортеры во главе с Леной Летучей вели себя вызывающе и даже толкнули директора заведения так, что та упала. С другой стороны свидетели утверждают, что была разбита камера, на ведущую программы Лену Летучую мужчины-охранники бросались чуть ли не с кулаками. В результате потасовки на место происшествия были вызваны 5 автомашин полиции, правоохранителям предстоит разобраться, кто был зачинщиком конфликта.

АВГУСТ, 25
Союз журналистов Пермского края
Союз журналистов Пермского края получил уведомление от и.о. начальника департамента имущественных отношений администрации Перми Александра Хаткевича, в котором сообщается о том, что организация должна освободить помещение на улице Сибирской, 8, до 21 сентября. «Как известно, краевая организация Союза журналистов находится в этом помещении уже на протяжении нескольких десятков лет – так сложилось исторически. Ранее, в 20-х годах прошлого века, здесь же, на Сибирской, 8, размещалась редакция газеты «Звезда». То есть уже почти век второй этаж здания на Сибирской является журналистским. И вот на тебе, выметайтесь!», - говорится в сообщении председателя пермской краевой организации Союза журналистов России Ольги Лоскутовой в Facebook. Лоскутова рассказала, что ранее организация размещалась в помещении на основании договора безвозмездного пользования, пока собственник не решил воспользоваться своим правом расторжения договора. «Еще бы! 280 квадратов в центре города – это такой лакомый кусок хоть для бизнеса, хоть для размещения и очередных комитетов, департаментов, управлений… Мы не можем безропотно принять это требование. Будут написаны письма главе города, губернатору, депутатам городской Думы – всем тем, кто имеет полномочия решать судьбу Дома журналиста. Пермская пресса всегда имела свой дом – менялись губернаторы, мэры, начальники департаментов… Дом журналиста оставался. Однако пиши – не пиши, кричи – не кричи, без поддержки и помощи журналистского сообщества нам не справиться. Поэтому взываю в первую очередь к вам. Коллеги! Журналисты! Друзья! У нас возникла реальная опасность остаться без своего дома. Без вас не обойтись. Если есть у кого прямой выход на власть, помогайте! Иначе уже через месяц-полтора на основании судебного решения наш нехитрый скарб окажется посреди некогда такой родной и любимой улицы Сибирской», - обратилась Лоскутова.

АВГУСТ, 25
Газета «Провинция. Северо-Запад»
В Ленинградской области изымается тираж газеты «Провинция. Северо-Запад», опубликовавшей письма жителей деревни Загубье с критикой в адрес администрации Свирицкого сельского поселения. В редакцию звонили и обращались свиричане с информацией, что все номера газеты изымаются. В редакции заявили, что как только жители Свирицы и Загубья сообщили об изъятии газеты от 25 июля, туда был направлен дополнительный тираж.

АВГУСТ, 25
Дмитрий Флорин
В Гольяновском парке Москвы журналист Дмитрий Флорин освещал встречу кандидата в депутаты Мосгордумы от партии «ЯБЛОКО» Алексея Крапухина с жителями района, где планируется вырубка деревьев под строительство православного храма. Встреча сразу стала носить скандальный характер, так как некие «православные активисты» принялись оскорблять организаторов мероприятия, задавать им провокационные вопросы, снимая все происходящее на видео. Так, к примеру, Д. Флорину заявили, что его хорошо знает «московская православная общественность», так как его, якобы, почти каждый день показывают по православным телеканалам, и он занимается тем, что борется со строительством православных храмов в Москве. Попытки жителей района, не входящих в число «православных активистов», отойти в сторону и избавиться от назойливых «оппонентов» ни к чему ее приводили. «Активисты» шли за ними и пели молитвы. Спустя несколько минут на место приехала полиция в количестве более 10 человек, в том числе полковник, майор, капитан, лейтенанты и сержанты. Полицейские вели себя очень нервно, один из них с криком: «Убрать! Не снимать!» ударил журналисту по объективу фотоаппарата. Затем майор полиции из ОВД Гольяново забрал паспорт журналиста и предложил последовать за ним. При этом майор говорил, что это не задержание, он просто «вежливо предложил отойти с ним». Вместе с полицейскими приехал и человек в штатском, который накинулся на снимавшего происходящее члена горизбиркома Сергея Виноградова, требуя прекратить видеозапись и пытаясь вырвать фотоаппарат из его рук на основании того, что он оперативный сотрудник, которого нельзя снимать. Виноградов попросил предъявить удостоверение, чтобы убедиться, что человек в гражданской одежде действительно имеет отношение к полиции. После того, как Виноградов отказался отдать свой фотоаппарат человеку в штатском, полиция задержала его и увезла в РОВД Гольяново, обвинив в неповиновении сотруднику полиции. Затем полицейские увезли в отдел А. Крапухина и Д. Флорина. Первого – для того, чтобы дать подписать некий документ о «недопустимости нарушения законодательства», второго - для того, чтобы ознакомиться с его фото- и видеозаписями. В райотделе Гольяново на Крапухина никто не обращал внимания, а у Флорина забрали карту памяти из фотоаппарата, ее содержимое было скопировано в компьютер полиции. После этого Крапухина и Флорина отвели на другой этаж, где находился и Виноградов, полицейский капитан сказал им: «Поговорите со своим другом, пусть сотрет видео, и мы вас всех отпустим». Однако затем про «задержанных» забыли. Спустя полчаса они попросили дежурного открыть им выходную дверь-решетку и покинули здание РОВД.

АВГУСТ, 26
СМИ Краснодарского края
С 1 сентября, со стартом подписной кампании на первое полугодие 2015 года, «Почта России» снизила пороговый объем тиража для региональных СМИ на получение скидки с 15,5 тыс. до 10 000 экземпляров. «Мы уверены, что данный шаг поможет поддержать региональные социально-политические издания, важные для населения», - заявил генеральный директор «Почты России» Дмитрий Страшнов на сайте ведомства. По данным УФПС Краснодарского края, объем скидки на подписку на первое полугодие 2015 года для региональных СМИ с тиражом от 10 000 экземпляров составит 17%. Учитывая, что на Кубани зарегистрировано свыше 1200 СМИ, причем большая часть из них печатные, то 17% «размазанные» на всех – редакции даже не почувствуют, - полагают редакторы краевых газет. Другое дело – рупор власти. Для всех районных СМИ предусмотрена скидка в 25%, заметьте, независимо от тиража. Таким образом, реальную поддержку получат районные газеты, учредителями которых являются, как правило, местные власти и подписные тиражи их держатся в основном на административном ресурсе. Сегменту региональных общественно-политических печатных СМИ эта мера поддержки жизнь не улучшит. Во-первых, потому, что подавляющее большинство из них имеют тиражи, не превышающие 10 000 экземпляров. По итогам прошедшей подписной кампании, после того, как государство перестало дотировать «Почту России» в части печатной прессы, тиражи газет в Краснодарском крае сократились на 20%. Во-вторых, большая часть тиража краевых общественно-политических изданий (до 80%) распространяется традиционно не по подписке, а в розницу. Но главное то, что в Законе РФ «О СМИ» нет различия между районными, краевыми и федеральными СМИ. Выходит, что благая с виду инициатива руководства «Почты России» ставит в неравные условия печатные СМИ. Ведомственные циркуляры, как известно, не должны противоречить федеральному законодательству. Не лишним было бы поинтересоваться на этот счет мнением Генеральной прокуратуры РФ.

АВГУСТ, 26
Александр Крутов
Утром 26 августа в Саратове совершено нападение на известного журналиста-расследователя, номинанта премии имени А. Д. Сахарова «За журналистику как поступок», обозревателя журнала «Общественное мнение» Александра Крутова. Двое неизвестных подстерегли журналиста, когда он выходил из подъезда своего дома на улице Мичурина. Они успели нанести А. Крутову несколько ударов металлическим прутом и деревянной битой, и журналиста спасло лишь вмешательство соседей, спугнувших преступников и вызвавших «скорую помощь». А. Крутов был госпитализирован, медики диагностировали у него сотрясение мозга, множественные гематомы и ушибы, рассечение брови и колото-резаную рану ноги. Коллеги связывают случившееся с профессиональной деятельностью журналиста. Генеральный директор медиа-группы «Общественное мнение» Алексей Колобродов рассказал, что Крутов в последнее время занимался резонансными» делами - покушением на депутата областной думы Сергея Курихина и делом бывшего главы Энгельсского района Михаила Лысенко, который обвиняется в убийстве и во взяточничестве. «Он еще занимался расследованиями. Какие-то планы у него были. Я о них знаю, он как с редактором со мной делился, но я не хочу их раскрывать», - сообщил А. Колобродов интернет-газете «Четвертая власть». А. Крутов уже неоднократно попадал в подобные ситуации. Так, в ноябре 1999 года двое неизвестных избили его, нанеся серьезные травмы. Саратовские журналисты связали это избиение с публикацией А. Крутова первой части его исследования отношений в кругах местной политической и экономической элиты. По факту нападения на журналиста было возбуждено уголовное дело. В марте 2003 года трое преступников разбили ему голову. В августе 2007 года злоумышленники прикрепили к двери квартиры репортера дымовую шашку с серой. Спустя год была попытка поджога его квартиры (см. монитор за ноябрь 1999 года, март 2003 года, август 2007 года, август 2008 года). А. Крутов обращался в правоохранительные органы, однако все преступления остались не раскрытыми. Но на Крутова не только нападали – в 2003 году Кировский районный суд Саратова удовлетворил иск о защите чести и достоинства местного прокурора Анатолия Бондара, обидевшегося на критическую публикацию Крутова. Любопытно, что это решение было вынесено вопреки мнению лингвистов-экспертов, усмотревших в тексте только мнения и предположения журналиста, однако суд решил, что «личные суждения и оценки автора не должны порочить честь и доброе имя истца». Областной суд оставил это решение в силе, Крутов дошел до Европейский суд по правам человека, который признал правоту журналиста – суд в Страсбурге постановил, что российские власти нарушили право Крутова на свободу выражения и обязал Российскую Федерацию выплатить ему компенсацию морального и материального вреда (см. монитор за декабрь 2009 года). Так что иллюзий относительно перспектив расследования последнего преступления против А. Крутова нет ни у него, ни у его коллег. Хотя в полиции пообещали, что «нападение на журналиста не будет оставлено без внимания», и уже возбудили уголовное дело.

АВГУСТ, 26
Сергей Ковальченко
Сергей Зорин
В Псковской области на кладбище возле поселка Выбуты, где в обстановке строгой секретности прошли похороны десантников, которые погибли якобы на территории Украины (по другой версии – во время учений в Ростовской области), неизвестные задержали главного редактора агентства «Телеграф» (Санкт-Петербург) Сергея Ковальченко и корреспондента Сергея Зорина. По словам задержанных, это произошло сразу же, как только они подошли к свежим могилам и достали фотоаппарат. Сергей Ковальченко сообщил, что неизвестные в штатском подъехали на автомобиле «Ниссан Кашкай» с псковскими номерами. Они без какого-либо объяснения причин задержали журналистов и отобрали у них фотоаппарат и уничтожили все снимки. С. Ковальченко сообщил также, что задержавшие их люди так и не представились. Они, судя по всему, дежурят у кладбища, где похоронены десантники, следят, чтобы никто не фотографировал.

АВГУСТ, 26
Владимир Роменский
Илья Васюнин
Нина Петлянова
Ирина Тумакова
В Псковской области возле поселка Выбуты неизвестные люди напали на журналистов. Участниками событий стали Владимир Роменский (телеканал «Дождь»), Илья Васюнин (портал «Русская планета»), Нина Петлянова («Новая газета»), Ирина Тумакова («Фонтанка.Ру»). Инциденты произошли на кладбище, где в обстановке строгой секретности прошли похороны десантников, которые погибли якобы на территории Украины (по другой версии – во время учений в Ростовской области). Около часа дня Нина Петлянова и Ирина Тумакова приехали на кладбище в окрестностях Пскова, где в последнее время хоронили погибших десантников. Нина Петлянова сообщила: «Там довольно много свежих могил, сегодня там было пять разных похоронных процессий одновременно. Я сделала один кадр могилы. После этого к нам подскочили двое мужчин. Они запихнули меня и коллегу из интернет-газеты «Фонтанка.Ру» Ирину Тумакову в «Газель», отобрали у меня фотоаппарат, удалили все фотографии. Сказали, что если они когда-нибудь увидят эти фотографии или какую-то информацию о себе в интернете, нас найдут где угодно, и жить мы не будем. Отобрали у нас паспорта, удостоверения и сфотографировали их. Отвезли нас на этой «Газели» куда-то в лес, высадили, сказали: «Чтобы мы больше вас не видели». Мы вернулись на кладбище пешком, там была припаркована Иринина машина. Уехали с кладбища, решили, что вернемся вечером, когда не будет народу, просто посмотрим свежие могилы, кто там похоронен». Н. Петлянова рассказала также, что вечером приехали двое коллег, Владимир Роменский («Дождь») и Илья Васюнин («Русская планета»), и вчетвером они поехали на кладбище. Там автомобиль встретили люди в куртках с капюшонами, закрывающими лица. Сначала они начали забрасывать машину с журналистами камнями и попытались разбить стекла. «Мы пытались уехать, но они догнали автомобиль, один упал на капот, второй догнал сзади. Нам прокололи каким-то шилом или штопором два колеса, поцарапали лобовое стекло. На проколотых колесах мы проехали минут 5-7 до ближайшей заправки на Ленинградском шоссе. Тут мы остановились и вызвали наряд полиции. Сейчас мы оформляем заявление», - сообщила Н. Петлянова. В свою очередь, И. Васюнин рассказал, что у нападавших были закрыты лица, они были в спортивной одежде с капюшонами на голове. «Они не были похожи на военных, по крайней мере, я не видел десантников с такими лицами. Они были, скорее, похожи на каких-то криминальных элементов. Никаких требований они не выдвигали», - сказал Васюнин. В. Роменский добавил, что к нему и к Васюнину подходили двое крепких молодых людей, которые потребовали от журналистов «больше здесь не появляться». Незнакомцы говорили о том, что «мы задаем очень много ненужных вопросов, рекомендовали уехать в Москву на ближайшем поезде и угрожали даже тем, что нас могут просто не найти, если мы не будем подчиняться их правилам», - сообщил журналист.

АВГУСТ, 27
Андрей Малахов
Известный телеведущий Андрей Малахов сообщил на своей персональной странице в Twitter., что ему угрожают увольнением. Работой Малахова, по его словам, недовольна пресс-служба Шереметьево. Речь идет о выпуске ток-шоу «Пусть говорят», посвященном смерти из-за сердечного приступа 24-летнего Артема Чечикова в аэропорту. Трагедия произошла в ночь на 18 августа, когда молодой человек с женой летели из Барселоны в Челябинск. Из-за критического состояния пассажира самолет посадили в Шереметьево, но местные врачи не смогли спасти парня. «Сегодня пресс служба Шереметьво угрожала что уволят нас с работы. Ждем!» – написал в своем микроблоге Андрей Малахов. В программе, из-за которой Малахов может остаться без работы, показаны личные кадры Артема Чечикова, видео с его недавней свадьбы. О трагедии в студии «Пусть говорят» подробно рассказала молодая жена футболиста. Выступили и другие пассажиры самолета – очевидцы инцидента.

АВГУСТ, 27
Газета.Ру
В понедельник стало известно о тайных захоронениях военнослужащих дислоцированной в Пскове 76-й воздушно-десантной дивизии. Корреспондент «Газеты.Ru», побывавший в Пскове, лично видел три свежих захоронения. Пытаясь выяснить обстоятельства их гибели, журналист получил такой ответ военных: «Информации нет - значит, информации нет! Поведение СМИ – это предательство! Пока министерство обороны не решило, не нужно совать свой нос куда не просят!» – заявил корреспонденту «Газеты.Ru» офицер в штабе части 07264, не посчитавший нужным представиться. «Есть вещи, о которых нельзя рассуждать. Раз есть какая-то политическая воля, что-то сделали, там наверху пусть несут ответственность. Президент сочтет нужным – обратится к народу, не сочтет – политика есть политика. Война есть война. Раз не считают нужным информацию давать, значит, нет информации», - заявил «Газете.Ru» председатель Псковского регионального отделения Союза десантников Владимир Никишин.

АВГУСТ, 27
Дмитрий Флорин
Журналист Дмитрий Флорин освещал акцию партии «ЯБЛОКО» возле здания столичной мэрии на Тверской 13. Закон о платных парковках в центре Москвы работает уже год, однако в Вознесенском переулке, со стороны бокового входа в мэрию, чиновники ведомства устроили себе бесплатную парковку, отгородившись знаком «движение запрещено» от остальных граждан. Автомобиль с членом партии «ЯБЛОКО» Максимом Кругловым и журналистом Дмитрием Флориным приехал и припарковался на этой «секретной парковке». Через секунду у автомобиля возник полицейский, который потребовал убрать машину, так как, якобы, имеется некое «внутреннее распоряжение мэрии», согласно которому здесь парковаться можно только сотрудникам мэрии. Когда Д. Флорин стал снимать происходящее, к нему подошли несколько офицеров полиции и заявили, что он должен прекратить съемку, так как «это здание имеет статус режимного объекта, который нельзя снимать». Что это означает, и где можно ознакомиться с этим документом, полицейские не знали. Журналист заявил, что раз у них «есть некий документ, который запрещает снимать, но его нет на руках», то и у него, возможно, есть документ, который разрешает снимать, но его нет на руках, и продолжил выполнение своей работы. Тогда полицейские заявили, что могу задержать его из-за невыполнения законных требований сотрудника полиции. Журналист ответил, будет обжаловать это в суде, подав иск о нарушении со стороны полиции закона РФ о СМИ по части воспрепятствованию ими выполнению его профессиональных обязанностей. Полицейские отошли в сторону и долго консультировались с кем-то по телефону. Пока они вели консультации, журналисты и участники акции покинули двор мэрии.

АВГУСТ, 27
Дмитрий Флорин
В Москве кандидат в депутаты Мосгордумы в депутаты Мосгордумы от партии «ЯБЛОКО» Алексей Крапухин проводил встречу с жителями района, где планируется вырубка деревьев под строительство православного храма в парке Гольяново. Прибывший капитан полиции потребовал у журналиста Д. Флорина, освещавшего мероприятие, предъявить документы и прекратить фотосъемку. Флорин, предъявив документы, прекращать съемку отказался, ссылаясь на Закон РФ о СМИ. Капитан полиции настаивал, что снимать его имеет права только пресс-служба ГУВД, и то с его согласия, а журналист не имеет на это права, несмотря на то, что он находится в общественном месте при проведении общественного мероприятия при исполнении государственных служебных обязанностей. Журналист предложил полицейскому лучше изучить Закон о СМИ, или поспорить по этому вопросу с юристом Фонда защиты гласности, и его оставили в покое. Однако после мероприятия на выходе из парка к журналисту подошли двое парней крепкого телосложения, которые сообщили, что все выступающие против храма – купленные на американские деньги люди. Около получаса они не отпускали журналиста, рассказывая о пользе будущего храма, а затем перешли к угрозам: «Посмотрим, что ты напишешь, и запомни – за каждое свое слово ответишь».

АВГУСТ, 28
Газета «Карельская губерния»
Корреспондент газеты «Карельская губерния» Надежда Меккиева обратилась за информацией к военному комиссару Андрею Артемьеву. Дело в том, что несколько месяцев назад по Петрозаводску поползли слухи, будто в связи с известными событиями в Крыму в России объявлена мобилизация военнослужащих, и находящихся в запасе вот-вот начнут призывать в армию. Редакция газеты, дабы не оказаться в строю плодящих недостоверную информацию, обратилась к руководителю республиканского военного ведомства, чтобы из первых рук получить разъяснение. Полковник А. Артемьев сказал Н. Меккиевой, что по телефону ничего комментировать не станет. Тогда Меккиева, предупредила, что выезжает и направилась к военкому. При входе в здание военного комиссариата Н. Меккиева встретилась в дверях с А. Артемьевым, выходившим из здания, и задала тот же самый вопрос: мобилизация действительно объявлена, или это слух? Полковник А. Артемьев разговаривать с Н. Меккиевой отказался, заявив, что ему не нравится газета «Карельская губерния», поскольку грешила необъективностью в изложении событий, имевших отношение к работе военного комиссариата. Н. Меккиева не получила комментария. Однако чуть позже военный комиссар, осаждаемый другими журналистами, все же предоставил им информацию, сообщив, что осуществляется плановая работа военного ведомства, никакой чрезвычайности в упомянутой «мобилизации» искать не нужно. Н. Меккиева сочла, что военный комиссар А. Артемьев, отказав ей в предоставлении общественно значимой информации, которую затем передал другим редакциям, воспрепятствовал работе журналиста. В заявлении, которое она направила в Союз журналистов Карелии, Н. Меккиева просила защитить ее профессиональные права. Изучив ситуацию, председатель республиканского Союза журналистов направил письмо на имя военного комиссара А. Артемьева с требованием ответить на вопрос: почему должностное лицо, коим является военком, нарушает федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», отказав редакции в получении информации, имевшей общественный интерес? В положенные сроки в Союз журналистов Карелии пришел ответ, однако он породил новые вопросы. Ответил на официальный запрос не сам адресат, то есть не полковник А. Артемьев, а его врио – полковник Алексей Фенько. Временно исполняющий обязанности военного комиссара Карелии А. Фенько неожиданно сообщил, что требуемая журналисткой Н. Меккиевой информация относится к разряду государственной тайны, и потому не могла быть предоставлена редакции. Однако ранее военный комиссар республики А. Артемьев обнародовал эти сведения, видимо, не считая их гостайной, поэтому заявление Фенько вызывает по меньшей мере недоумение. Кроме того, в своем ответе полковник А. Фенько сообщает, что редакции, не имеющие аккредитации в министерстве обороны России или пресс-службе штаба Западного военного округа, не могут рассчитывать на получение информации о деятельности органов минобороны Российской Федерации. Подобное утверждение должностного лица противоречит федеральному законодательству.

АВГУСТ, 28
Дмитрий Марков
Псковские полицейские дежурят на кладбище в Выбутах. Об этом сообщил фотограф-фрилансер Дмитрий Марков. Сотрудники правоохранительных органов защитили его и его коллегу – журналиста Reuters – от неизвестных. Когда 28 августа группа журналистов прибыла в Выбуты, там уже дежурили полицейские. При этом к журналистам подошли мужчины, которые не представились и не обозначили свой статус, но попытались помешать съемке. По словам Дмитрия Маркова, они порекомендовали ему «снимать пейзажи» в другом месте. Увидевшие перепалку, полицейские подошли к участникам инцидента, сначала опросили журналистов, а затем посадили в свою машину неизвестных, сообщив сотрудникам СМИ, что отвезут задержанных в отделение для разбирательства.

АВГУСТ, 29
Андрей Марченко
В Хабаровске в отношении блогера Андрея Марченко завели уголовное дело. Его обвиняют по статье 280 («Публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации»). В интервью корреспонденту Радио Свобода Марченко, который уже побывал на допросе в управлении ФСБ в Хабаровске, рассказал, что поводом для обвинения стала его публикация в Facebook 8 июля, связанная с ролью России в украинском конфликте. По словам блогера, ему предложили пойти на сделку со следствием, «сознаться» в преступлении и таким образом отделаться лишь штрафом. В противном случае речь может идти о трех годах лишения свободы. Днем ранее в квартире активиста, известного своими критическими высказываниями в адрес президента России Владимира Путина, прошел обыск. Сотрудники ФСБ изъяли у него все средства связи – телефоны и ноутбуки, а также интернет-роутер. По словам активиста, искали экстремистские материалы. В последнее время в соцсетях Марченко часто публиковал посты, заявляющие о его несогласии с позицией России в украинском конфликте. Управление ФСБ по Хабаровскому краю от комментариев отказалось.

АВГУСТ, 29
Лев Шлосберг
Вечером в Пскове трое неизвестных напали на депутата Псковского областного Собрания, главного редактора и издателя газеты «Псковская губерния» Льва Шлосберга. Недалеко от дома его догнали трое мужчин, ударом по голове сзади сбили с ног и принялись избивать. В результате нападения Л. Шлосберг попал в больницу - у него черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, перелом носа и частичная потеря памяти. Позднее Л. Шлосберг пришел в себя и рассказал телеканалу «Дождь», что нападавшие были хорошо подготовленными профессионалами. «Они шли за моей спиной, атака произошла сзади. Я не видел их, они не вступали ни в какие предварительные переговоры, не угрожали, ничего не уточняли. Они знали, за кем они идут. Очевидно, они были хорошо подготовлены. Первым же ударом они лишили меня сознания, затем избивали несколько минут и убежали. После этого я оставался в течение некоторого времени без сознания. Потом уже больница», - сообщил журналист. Возглавляемая Шлосбергом газета «Псковская губерния» 25 августа первой сообщила о закрытых похоронах военнослужащих возле поселка Выбуты и привлекла к этой теме внимание других журналистов. Именно с этой публикацией коллеги связывают нападение на Шлосберга. Временно исполняющий обязанности губернатора Псковской области Андрей Турчак 30 августа потребовал от правоохранительных органов провести тщательное расследование нападения Льва Шлосберга и взять его под охрану. «Органы полиции обязаны навести порядок и обеспечить безопасность на наших улицах. Я требую от органов полиции провести тщательное расследование случившегося с депутатом Псковского областного собрания Львом Шлосбергом, беру ход расследования на личный контроль», - цитирует главу региона ИТАР-ТАСС. Турчак сообщи также, что обратился к начальнику регионального УМВД Борису Говоруну с просьбой организовать для Шлосберга круглосуточную охрану на период расследования преступления. Уголовное дело уже возбуждено, но - по пункту «а» части 2 статьи 115 УК РФ («Умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений»)…

АВГУСТ, 31
Газета «Теледом»
В начале июля этого гола Пролетарский суд Ростова-на-Дону по иску регионального управления Роскомнадзора признал недействительной регистрацию газеты «Теледом». Причина заключалась в том, что в течение года редакция не отсылала обязательные экземпляры газеты в Книжную палату. Главный редактор издания Сергей Сизоненко на процессе объяснил, что по договору с редакцией отправлять обязательные экземпляры должна была типография, печатающая тираж газеты. Он был готов предоставить суду экземпляры издания в подтверждение того, что газета регулярно выходила в течение года. Однако на очередное судебное заседание главный редактор «Теледома» попасть не смог из-за командировки. О своем отсутствии он заранее предупредил суд, однако решение было вынесено в его отсутствие. Судья удовлетворил иск Роскомнадзора и признал свидетельство о регистрации СМИ недействительным. Редакция опротестовала судебное решение в апелляционной жалобе.

АВГУСТ, 31
Аргументы и факты»
В Заводском районном суде рассматривается иск о защите чести и достоинства
местного жителя Альберта Алиева. В качестве ответчика первоначально была указана газета «АиФ–Орел», позднее истцом были добавлены в качестве соответчиков издатель «Сальвэ!» и учредитель ЗАО «Аргументы и факты». Альберт Алиев некоторое время назад был признан виновным в избиении человека и получил условный срок. Как сообщает редакция «АиФ–Черноземье», замена реального срока на условный произошла благодаря тому, что Алиев был награжден орденом Мужества. Однако адвокат потерпевшего решил проверить номер указа президента РФ о награждении, указанный Алиевым в суде. Выяснилось, что президентский указ под таким номером не содержит информации о каком-либо награждении. Об этом потерпевший и его адвокат заявили в апелляционной жалобе, усомнившись в реальности награды Алиева. Этот же факт послужил и основой публикации в «АиФ–Орел» в начале февраля этого года. После этого Алиев подал иск о защите чести и достоинства к потерпевшему и его адвокату, затем в списке соответчиков появились «АиФ–Орел», его издатель и учредитель. Кроме обвинения в подделке документов, истец требует опровергнуть и другие фрагменты газетной публикации, которые он посчитал порочащими: что он «замешан в вымогательстве и хищении», во время контрактной службы в Чечне «обслуживал тюрьмы». Следует отметить, что Альберт Алиев обращался в редакцию «АиФ–Орел» с просьбой опубликовать его ответ в досудебном порядке. Однако, по словам редакции, текст ответа не соответствовал требованиям законодательства. Редакция предложила автору доработать текст, однако он этого делать не стал. Альберт Алиев также требует от редакции компенсации морального вреда в размере 500 тыс. рублей. В ходе суда был сделан запрос в администрацию президента РФ о награждении истца орденом Мужества. Выяснилось, что приказ о награде действительно существует, но его номер отличается от того, который записан у Альберта Алиева в военном билете. Сейчас в суде решается вопрос о проведении лингвистической экспертизы текста газетной публикации. С августа интересы редакции «АиФ–Орел» в суде представляет юрист Центра защиты прав СМИ Екатерина Зубань.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни