Результаты мониторинга
4 Августа 2014 года

Результаты мониторинга ФЗГ – июль 2014

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 5 (Максим Солопов, корреспондент «Русской планеты», Москва Аркадий Зарубин, главный редактор газеты «Аршан», Республика Бурятия; Артем Александров, корреспондент информационного агентства ЗАКС.Ру, Санкт-Петербург; Александр Скобов, автор портала «Грани.Ру», Санкт-Петербург; съемочная группа «Пятого канала», в Ростовской области).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – ().

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 5 (Сергей Селиванов, независимый журналист, Омск; Эдуард Мочалов, главный редактор газеты «Взятка», Чувашия; Дмитрий Ларькович, главный редактор газеты «Время», Ленинградская область; газета «Известия Мордовии», Саранск; Александр Бывшев, независимый журналист, Орловская область).

Увольнение редактора, журналиста – ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 4 (Евгений Агарков, корреспондента украинского телеканала «Студия 1+1», в Воронеже; Олег Потапенко, главный редактор сетевого издания «Амурбург», в аэропорту Хабаровска; Дмитрий Ларькович, главный редактор газеты «Время», Ленинградская область; Александр Сотник, независимый журналист, Москва).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 6 на сумму 8 160 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 5, удовлетворено – 2, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 60 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 24

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 4 (Аркадий Зарубин, главный редактор газеты «Аршан», Республика Бурятия; Андрей Воронин, заместитель главного редактора «Новой газеты в Петербурге», Санкт-Петербург; Александр Валов, независимый блогер, Краснодарский край; Сергей Бурындин, главный редактор «Газета на дом», Биробиджан).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 1 (газета «Эхо», Благовещенск).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 1 (газета «№ 1», Барнаул).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (ГТРК «Омск», Омск).

Прекращение выхода СМИ – 2 (газета «Ведомости. Пятница», Москва; газета «Невские новости», Санкт-Петербург)

Изъятие (скупка, арест) тиража – 4 (газета «№ 1», Барнаул; газета «Взятка», Чувашия; газеты «ЯБЛОКА», 2 раза, Москва)

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 8 (сайты газет LifeNews, «Известия», «Твой день», «Жизнь», «Маркер», журнала Bubble, радиостанции РСН, портал Heat.ru, все - Москва).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 2 (компьютер Владимира Кожевникова, корреспондента газеты «Взятка», Чувашия; компьютер редакции газеты «Взятка», Чувашия).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 34

ИЮЛЬ, 1

Дмитрий Ларькович

Сотрудники ФСБ Ленинградской области в городе Кингисеппе задержали с поличным главного редактора газеты «Время» Дмитрия Ларьковича. Дмитрий Ларькович подозревается в получении взятки в 100 тысяч рублей от местного бизнесмена - в обмен на не опубликование в газете компрометирующей того информации. Компромат мог серьезно повредить репутации фирмы, поэтому предприниматель согласился на такую цену. Однако в момент передачи взятки главред был задержан с деньгами в руках. В отношении Дмитрия Ларьковича возбуждено уголовное дело по статье «Коммерческий подкуп».


ИЮЛЬ, 1
Газета «Красное знамя»
В ходе подписки на второе полугодие 2014 года государственная «Почта России» подыграла государственной газете «Красное знамя Севера» своим каталогом «Газеты и журналы Республики Коми». В каталоге, где «Красное знамя» и более дешёвое «КЗС» оказались на одной (первой) странице, был использован старый, в этом году уже не используемый логотип КЗС, который для обмана потребителей стилизован (схож до степени смешения, как принято говорить у юристов) под традиционный логотип «Красного знамени». Проживающий в селе Выльгорт Сыктывдинского района правозащитник Николай Дидюк попросил Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Республике Коми проверить законность стимулирующей акции, проведённой федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» в целях увеличения подписки на ряд печатных СМИ Республики Коми. Николая Дидюка особенно смутило то, что одним из участников акции стала газета «Красное знамя Севера» (КЗС), созданная при поддержке республиканских властей для того, чтобы сокращать аудиторию настоящего «Красного знамени», оставшегося в Коми единственным печатным СМИ оппозиционного характера. Между тем главный редактор КЗС, член Общественной палаты Республики Коми Дарья Шучалина утверждает, что она не давала согласия на участие подчинённого ей издания в акции почтовиков.

ИЮЛЬ, 1
Газета «Семилукский вестник»
В Воронежском областном суде прошло рассмотрение апелляционной жалобы на решение по иску к районной газете «Семилукский вестник». В феврале этого года Ленинский районный суд Воронежа вынес решение по исковому заявлению депутата Семилукского райсовета Алексея Прочанова о защите чести и достоинства. Судья частично удовлетворил требования истца, признав слово «оборотень» недостоверным и порочащим фактом. Ответчик, согласно решению, должен был опровергнуть сообщение и выплатить Алексею Прочанову компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей (см. монитор за ноябрь 2013 года, февраль, май 2014 года). Представители редакции «Семилукского вестника» не согласились с трактовкой слова «оборотень» судом первой инстанции и подали апелляционную жалобу. Однако Воронежский областной суд оставил решение без изменения. Иными словами, воронежские судьи, заявив, что выражение «оборотень» является недостоверным о депутате Прочанове, фактически признали существование оборотней в природе. «Областной суд, скорее всего, не захотел вмешиваться в мелкое дело, – комментирует неожиданное решение представитель ответчика юрист Центра защиты прав СМИ Екатерина Михеева. – Размер компенсации небольшой, к тому же при вынесении нового решения пришлось бы сильно изменить мотивировочную часть. Поэтому, наверное, суду показалось проще оставить в силе прежнее решение».

ИЮЛЬ, 2
Телеканал «Дождь»
Оператор спутникового телевидения «НТВ Плюс» заплатит телезрителю 10 тысяч рублей компенсации за прекращение трансляции телеканала «Дождь». Соответствующее решение вынес Тушинский районный суд. Суд частично удовлетворил иск Марины Головинкиной, постановив взыскать с «НТВ Плюс» компенсацию морального вреда в размере 1,2 тысячи рублей, а также 600-рублевый штраф и 8 тысяч рублей, которые москвичка потратила на юриста. В действиях оператора, выразившихся в прекращении трансляции телеканала «Дождь», судья нарушения не увидел, однако посчитал, что «НТВ Плюс» должен был уведомить Головинкину об изменениях в составе пакета заранее. Марина Головинкина обратилась в суд в феврале этого года. Она требовала, чтобы «НТВ Плюс» восстановил ей доступ к «Дождю», а также возместил убытки в размере 92 рубля и выплатил компенсацию морального вреда в размере 25 тысяч рублей. Большинство кабельных и спутниковых операторов («Триколор ТВ», «Акадо», «НТВ Плюс», «Билайн» и другие) отключили вещание телеканала «Дождь» в январе 2014 после скандала, вызванного опросом о блокаде Ленинграда. Зрителям предлагалось ответить на вопрос «стоило ли сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?». Вслед за этим последовали многочисленные иски к «Дождю» с требованием компенсировать моральный ущерб. После отключение от кабельных сетей «Дождь» вел вещание в интернете. Вскоре руководство канала приняло решение о переходе на платный контент. В конце апреля гендиректор телеканала Наталья Синдеева заявила о сокращении половины штата сотрудников в связи с финансовыми трудностями. Однако в июне телеканал «Дождь» возобновил спутниковое вещание.

ИЮЛЬ, 3
Артем Александров
В Санкт-Петербурге корреспондент информационного агентства ЗАКС.Ру Артем Александров рассказал, как сотрудники администрации МО Светлановское огнетушителем пытались отбить у него и у общественного активиста Даниила Кена желание участвовать в муниципальных выборах. Журналист рассказал: «В четверг, 3 июля, я договорился с потенциальным кандидатом в депутаты муниципального образования Светлановское Даниилом Кеном посетить тамошнюю администрацию. Кен неделями пытается добиться регистрации в качестве кандидата, но ИКМО наотрез отказывается оформлять его документы. Ощутимый прогресс у Кена произошел, только когда он приехал с журналистами. Поэтому после очередного вопиющего нарушения со стороны избиркома он попросил чтобы на следующий день компанию ему составил ЗАКС.Ру. Оказалось, что для муниципалов Светлановского журналист журналисту – рознь. Если накануне глава совета убегал от представителей СМИ, то на этот раз сотрудники администрации накинулись на меня, а Даниила Кена попытались убить огнетушителем. За что мы еще привлечем их к уголовной ответственности». В помещении администрации на Артема Александрова и Даниила Кена напал человек, назвавший себя «бухгалтер Паша». «Это произошло неожиданно, - рассказывает Александров. - Дальше пошли взаимные хватания за одежду. «Я сейчас озверею» - рычит бухгалтер и смотрит на Кена ненормальными глазами. Затем снова пытается нас ударить, меня бьет в глаз. Я отталкиваю «Пашу», он схватил его с пола огнетушитель, я перехватываю руку, а Кен уже набирает номер полиции. В полиции пострадавшие написали заявления. «Лично я буду добиваться возбуждения уголовного дела против сотрудника администрации, поскольку подвергся нападению со стороны «бухгалтера Павла» во время исполнения своих служебных обязанностей, он ударил меня в лицо», - сообщил Александров.

ИЮЛЬ, 3
Первый канал
ООО «Фирма «Пьезоприор» подало кассационную жалобу на отказ в иске о признании не соответствующими действительности сведений, распространенных Первым каналом в сюжете об аресте юриста Дмитрия Виноградова, осужденного к пожизненному заключению за убийство шестерых коллег. Федеральный арбитражный суд Московского округа рассмотрит 24 июля жалобу компании на решения нижестоящих судов, которые отказали в удовлетворении ее иска, передаёт РАПСИ. Отметим, в одном из сюжетов программы «Время» 8 ноября 2012 года были распространены, как считает истец, ложные в отношении него сведения, порочащие его деловую репутацию в сфере предпринимательской деятельности. Суд отметил, что сюжет был посвящен аресту юриста Дмитрия Виноградова. В сюжете говорилось, что «следователи по делу выясняют, где Виноградов получил медицинскую справку, необходимую для покупки оружия и подтверждающую психическое здоровье, кто из наркологов и психиатров фактически дал оружие в руки убийце», - указано в решении суда. Истец, который оказывает медицинские услуги с 1998 года, указал в иске, что «включение его в данный репортаж носит цель распространить ложные сведения, порочащие его деловую репутацию» (см. монитор за январь 2014 года).

ИЮЛЬ, 4
Артемий Троицкий
Оппозиционер и музыкальный критик Артемий Троицкий решил переехать на постоянное местожительство в Эстонию. Троицкий рассказал эстонской газете Eesti Paevaleht, что решил покинуть РФ в связи с тем, что жизнь для тех, чье мировоззрение не совпадает с мировоззрением властей, стала очень сложной. «Военная пропаганда на телевидении, попытки заставить держать свое мнение при себе вместе со все усугубляющимся чувством, что земля движется к пропасти - в нынешней России нужно либо приспосабливаться, либо ее покидать», - заявил Троицкий. По мнению музыканта, многие из тех, кто не уезжает, выбирают так называемую внутреннюю эмиграцию. «Пусть власть оставит в покое нас, а мы оставим власть». Троицкий в то же время заявил, что не считает себя политическим беженцем, «по крайней мере, до тех пор, пока Россия не закроет границу», - передает «Интерфакс» его слова. В Россию он возвращаться пока не намерен. В Эстонии Троицкий собирается работать в Таллинском университете.

ИЮЛЬ, 4
«Интерфакс»
В соответствии с мировым соглашением, утвержденным Тверским районным судом Москвы, ЗАО «Интерфакс» сообщает, что следующие сведения, опубликованные 14 мая 2013 года на сайте «Интерфакс-Религия» в аналитическом материале «Карта этнорелигиозных угроз», а именно: «основным центром притяжения в политическом поле для них выступает ранее судимый оппозиционный предприниматель Альберт Мухамедьяров»; «Мухамедьяров теперь разворачивает кампанию по защите прав одновременно и башкир и татар: татарские националисты в его лагере утверждают, что в республике ущемляются интересы татар, а башкирские - соответственно башкир. Благодаря поддержке Мухамедьярова, возобновился выход несколько лет не финансировавшейся газеты татарских националистов «Халыкихтиаре» и башкирской националистической газеты «Халыкhузе»; «ориентируясь на поддержку «старых элит», Мухамедьяров взял курс на альянс с башкирскими сепаратистами и «кланом Рахимова», что может привести к усилению националистического вектора в пока еще разнонаправленных и несфокусированных протестных настроениях в регионе»; «уже упомянутый выше спонсор националистических группировок Мухамедьяров в последнее время был замечен и в поддержке религиозных экстремистов. В частности, прошедший в середине марта 2013 года в Уфе митинг протеста «против притеснений мусульман», в котором приняли участие около 400 человек (в основном членов «Хизбут-Тахрир»), был инициирован с помощью избирательного штаба Мухамедьярова и создаваемой им «Всероссийской партии народного управления» и широко освещался СМИ, принадлежащими предпринимателю» - являются не соответствующими действительности.

ИЮЛЬ, 5
Съемочная группа «Пятого канала»
Съемочная группа российского «Пятого канала» попала под обстрел в районе КПП «Донецк» в Ростовской области. Журналисты снимали репортаж об украинских беженцах. Возле хутора Девятово местные жители обнаружили несколько неразорвавшихся снарядов и вызвали саперов. Но как только специалисты приступили к работе, с территории Украины по ним открыли огонь. Под обстрел попала и съемочная группа «Пятого канала» - вблизи от репортеров упало не меньше восьми снарядов. Как сообщил политический обозреватель телеканала Виталий Воронин, журналисты не пострадали. «Хочу всех успокоить. Мы не пострадали, хотя и я, и оператор оказались практически в эпицентре обстрела», - сказал журналист. Как сообщил руководитель пресс-службы Погрануправления ФСБ Росии по Ростовской области Василий Малаев, на зданиях и сооружениях таможенного поста были обнаружены множественные сквозные и слепые отверстия неправильной формы, разлет осколков составил от 30 до 200 метров. Все это, по его словам, свидетельствует о том, что стрелявшие намеревались причинить смерть российским гражданам, находившимся на указанном посту.

ИЮЛЬ, 5
Вера Кичанова
В Москве охрана торгового центра «Калейдоскоп» помешала сбору подписей за выдвижение в Мосгордуму муниципального депутата и корреспондента Slon Веры Кичановой. «Мы с моими волонтерами с раннего утра собирали подписи за мое выдвижение у станции метро «Сходненская», на общественной территории, которая относится к московскому метрополитену. К нам подошел старший инспектор охраны ТЦ «Калейдоскоп», который расположен напротив метро, Алексей Булычев и заявил, что мы находимся на частной территории, поэтому собирать подписи мы не имеем права. Про депутатскую корочку, которую я ему показала, он сказал, что она куплена в метро, сообщил, что вызовет полицию. Но вместо полиции он привел крепкого парня, хрестоматийного братка. Он сорвал наш баннер, сломал стенд и порвал уже заполненные подписные листы, где было около 40 подписей. Сегодня был удачный день, хорошая погода, и подписи собирались хорошо, так что пропал целый день работы. Мы все засняли на видео», – передаёт Slon слова Кичановой. По словам депутата, полиция, прибывшая на место происшествия, взяла данные у нее, а также у Булычева. Кичанова вместе с волонтерами направилась в отделение полиции, чтобы написать заявление.

ИЮЛЬ, 5
Николай Потапов
Следственные органы Ставропольского края закончили расследование уголовного дела по убийству правозащитника, эколога, редактора газеты «Сель-совет» Николая Потапова. Бывший глава Пригородного сельсовета, 66-летний Потапов был учредителем, редактором и автором газеты, которую сам печатал на принтере и развозил населению по почтовым ящикам. В газете он рассказывал о злоупотреблениях власти и о своей борьбе с коррупцией. Кроме того, он был активным нештатным автором независимой краевой газеты «Открытая», в которой предавал гласности нарушения во время муниципальных выборов, незаконную продажу сельскохозяйственных земель, бездействие районных правоохранителей. Николай Потапов был смертельно ранен 18 мая 2013 года возле его собственного дома на хуторе Быкогорка. Благодаря тому, что в машине Потапова был установлен видеорегистратор, убийц задержали по горячим следам. Ими оказались три брата из Буденновского района, один из которых – бывший сотрудник буденновской полиции. Через пару дней задержали и посредника – человека, который передавал деньги от заказчика организаторам и исполнителям убийства. «Имя предполагаемого заказчика пока, в интересах следствия, не сообщается», - писали мы в дайджесте ФЗГ от 12 августа 2013 года (см. www.gdf.ru). Увы, и сейчас, хотя следствие закончено, имя заказчика по-прежнему неизвестно. Установлено, что убийство Потапова совершено по найму – за 500 000 рублей. И исполнитель - бывший сотрудником ОВД, даже получил на руки половину этой суммы. Установлено также, что сам Потапов со своими убийцами знаком не был, а значит, мотив личной неприязни исключается. Результаты следствия еще раз подтвердили, что в теперешней России заказные убийства журналистов нашей правоохранной системе пока не по зубам.

ИЮЛЬ, 5
Газета «Амурская правда»
Руководитель Дальневосточного регионального центра МЧС России генерал-лейтенант Александр Соловьев, угрожая судом, потребовал от газеты «Амурская правда» опровержения. Его задела публикация «Коррупционные дела амурской элиты», опубликованная в июне этого года и рассказывающая о судебном процессе над бывшим начальником областного управления МЧС России по Амурской области полковником Виктором Бухтой, обвиненным в злоупотреблениях полномочиями. Генерал Соловьев по делу проходил свидетелем. Журналисты усомнились, что он оставался в неведении относительно злоупотребления своего подчиненного. Тем более, что сам он родом из Амурской области, и четыре года до своего повышения возглавлял областное ГУ МЧС. «Полагаю, что в материале полностью нарушены принципы журналисткой работы, тем более в таких спорных ситуациях, как судебный процесс. Автор явно пристрастен, так как сыпет голословными обвинениями и собственными мнениями, отличными от того, что было выявлено следствием и отражено в приговоре», - написал Александр Соловьев в редакцию «Амурской правды». Обвиненный в злоупотреблениях Бухта отделался штрафом в 50 тыс. рублей, все обвинения или были в ходе суда переквалифицированы, или у них вышел срок давности. Некоторые факты суд вообще счел недоказанными (в частности, сбор денег со своих подчиненных в резервный фонд, хотя, как уверяет следствие, по делу проходило 11 потерпевших, которые сдавали по три - пять и более раз по 30 - 50 тыс. рублей). Бухта, в отличие от прокуратуры, приговором суда остался доволен, попытался прорывался» к главному редактору «Амурской правды», грозил судом о защите чести и достоинства. А позже к нему присоединился, требуя опровержений, и генерал Александр Соловьев. По словам корреспондента «Амурской правды» Ирины Ворошиловой, редакция собирается продолжить эту тему. Тем более, общественность возмущена после такого мягкого приговора экс-начальнику местных спасателей. Появились и новые свидетели, которые готовы рассказать, не скрывая своих фамилий и должностей, о том кто и как разработал схему «резервного фонда» в МЧС региона.

ИЮЛЬ, 5
Все СМИ
В поселке городского типа Магдагачи (Амурская область) закрыли киоск «Союзпечать» - единственное место в поселке, где можно было приобрести газеты и журналы в розницу. У старого ларька протекала крыша, а на новый не нашлось денег. Закрытие киоска возмутило жителей Магдагачей, киоск пользовался большим спросом среди населения не только поселка, но и района. Киоск был рентабельный, с хорошей выручкой, газеты и журналы разбирали. Многие подписчики выписывали газеты до востребования прямо на киоск и сами их забирали. Деньги, потраченные на покупку нового киоска, уверена продавец Любовь Одинцова, можно было вернуть «Почте России» меньше, чем за год.

ИЮЛЬ, 6
Александр Сотник
На Манежной площади Москвы полиция задержала девять участников акции в поддержку обвиняемых и осужденных по «Болотному делу» и других политзаключенных. Восемь человек из числа задержанных держали растяжку со словами «Свободу политзаключенным!». Также задержан журналист Александр Сотник, делавший репортаж об акции.

ИЮЛЬ, 7
Сергей Курт-Аджиев
Наталья Ульянова
В ФЗГ поступила информация, что в конце прошлого года глава Красноармейского района (Самарская область) Павел Елин подал иск в суд своего же района иск о защите чести и достоинства. Одними из людей, заставивших его морально страдать, были главный редактор издания «Парк Гагарина» Сергей Курт-Аджиев и журналист Наталья Ульянова. К великому сожалению участвовать в процессе редактор не смог - вначале операция, потом два месяца больничного, потом еще месяца полтора возвращение к жизни. Однако судья Красноармейского районного суда Алевтина Еремина вынесла заочное решение по которому ответчики должны выплатить по 30 000 рублей господину Елину. Желая соблюсти законность, адвокатом ответчиков Оксаной Березовской было подано заявление об отмене заочного решения. Но суд решил этого не делать.

ИЮЛЬ, 7
Александра Гармажапова
Арсений Веснин
Корреспондент петербургской «Новой газеты» Александра Гармажапова подала заявление на администрацию МО Светлановское с просьбой возбудить дело по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»). Как рассказала Гармажапова, ее, а также корреспондента радиостанции «Эхо Москвы в Петербурге» Арсения Веснина не пустили в здание администрации МО Светлановское, несмотря на предъявленные журналистские удостоверения. Журналисты приехали освещать, как оппозиционные кандидаты сдают документы для участия в муниципальных выборах, которые пройдут 14 сентября этого года. «Мы собирались зайти сразу за приехавшим прокурором, но нам преградили путь сотрудники ЧОП «Титан», и дружинники оттеснили нас силой. Мы указывали им на нормы закона, в соответствии с которыми мы имеем право пройти, но один из чоповцев, отказавшийся представиться, сказал, что ему плевать на законы», - рассказала журналистка. После этого Гармажапова отправилась в отделение полиции №19 Выборгского района и написала заявление.

ИЮЛЬ, 7
Газета «Ведомости. Пятница»
Издательский дом Sanoma Independent Media закрыл пятничное приложение к газете «Ведомости». Об этом «Ленте.ру» сообщил источник в медиахолдинге. По его словам, последний номер приложения вышел на прошлой неделе. По некоторым данным, закрытие может быть связано с предпродажной подготовкой российских активов финского холдинга Sanoma. «Ведомости. Пятница» издавалось с мая 2006 года каждую неделю, по пятницам и являлось частью газеты «Ведомости». В приложении публиковались анонсы культурных мероприятий Москвы и Санкт-Петербурга – концертов, спектаклей, выставок. Кроме того, в нем были тексты о моде, еде, доме, путешествиях, автомобилях. Заявленный тираж в Москве – 50 000 экземпляров. Sanoma Independent Media выпускает российские версии журналов Cosmopolitan, Esquire, Harper's Bazaar и прочие, которыми Sanoma владеет совместно с медиахолдингом Hearst. Журналы Men's Health, National Geographic, Woman's Health, которые издает SIM, принадлежат финской Sanoma полностью. Также в состав ИД входит российская деловая газета «Ведомости», она в равных долях принадлежит Sanoma, Dow Jones и FT Group.

ИЮЛЬ, 9
«Живой журнал»
В производстве Савеловского суда Москвы находится иск генерального директора инвестиционной компании Якова Шляпочника к «Живому журналу» с требованием взыскать 8 миллионов рублей за анонимную запись в блоге. Из текста искового заявления следует, что 16 марта неустановленный блогер написал в «Живом журнале», что он более трех лет является соинвестором компании Шляпочника и «вложил немалую сумму денег в ее управление». При этом, когда у анонимного автора публикации возникли сомнения в правильности деятельности компании и ее руководства, он решил вывести свои денежные средства. Об этом официальным письмом он сообщил дирекции компании, однако получил отказ. «В размещенном посте истец назван мошенником», - передает РАПСИ. В иске Шляпочников просит суд обязать блог-платформу удалить спорный контент и целиком блог автора публикации, разместить опровержение на главной странице «Живого журнала», а также взыскать с администрации блог-платформы компенсацию морального вреда в размере 8 миллионов рублей.

ИЮЛЬ, 9
Газета «Известия Калмыкии»
В Элисте (Калмыкия) с 2012 года ведется активное преследование журналистов и изданий, критикующих действия и.о главы республики Алексея Орлова и его администрации. В частности, журналистов газеты «Известия Калмыкии» запретили пускать на официальные мероприятия, а саму редакцию попытались выгнать из арендуемого помещения в Доме печати.

ИЮЛЬ, 9
Андрей Воронин
Заместитель главного редактора «Новой газеты в Петербурге» Андрей Воронин пожаловался на действия сотрудников полиции, вечером явившиеся к нему с требованием открыть дверь и угрозами ареста. В своем обращении, адресованном начальнику УМВД по Кировскому району и и.о. прокурора Кировского района Андрей Воронин потребовал провести проверку действий сотрудников полиции, которые 9 июля пришли к нему домой и под угрозой ареста и «вырезания двери» потребовали пустить их в квартиру. В 21.30 к замглавреда «Новой газеты» пришел мужчина, оказавшийся впоследствии участковым 8 отдела полиции Валерием Ивановым. Сотрудник, как отмечает Воронин, в нарушение закона не представился, и журналист отказался пускать его в квартиру. Через полчаса Иванов явился в сопровождении 1 или 2 человек, один из которых представился Виталием Мироненковым «из угрозыска». Нежданные посетители стали угрожать Воронину арестом и задержанием. В течение 30 минут сотрудники полиции угрозами пытались заставить пустить их внутрь. Журналист отказался открыть дверь. Затем пришедшие удалились, оставив под дверью записку с требованием в 9 утра 10 июля явиться в 8 отделение полиции. С явившимся в отделение полиции на следующий день журналистом был проведен допрос. Сам Воронин отмечает, что все действия правоохранительных органов могут быть связаны с его профессиональной деятельностью: замглавреда «Новой» неоднократно публиковал статьи на тему незаконной стройки во дворе 220 дома по проспекту Стачек, где противостояние местных жителей и застройщика достигло своего предела. В 4 часа утра 9 июня на строительном участке загорелся трактор. Застройщик – компания «Воин-В», написала по факту произошедшего заявление в полицию. В ходе опроса сотрудники полиции действительно интересовались местом пребывания журналиста во время поджога строительной техники на проспекте Стачек, из чего сам Воронин сделал вывод, что полиции известна еще какая-то информация о произошедшем. В своем заявлении Андрей Воронин указал, что сотрудники полиции неоднократно нарушили закон: не представились при посещении квартиры, грозились незаконно вломиться в чужое жилье, оставили требование явиться в отделение полиции, но бумага не была оформлена надлежащим образом и не имела юридической силы. Журналист попросил проверить все изложенные в его жалобе просьбы и отреагировать на них, уведомив о результате работы пострадавшего.

ИЮЛЬ, 11
Радиостанция «Эхо Москвы»
Пресненский райсуд отклонил иск одного из блогеров «Эха Москвы», который пытался взыскать с этого СМИ компенсацию в 1 млн руб. за то, что в другом блоге были написаны неприятные вещи о его отце. Истец хотел участвовать в процессе из Германии по видео-конференц-связи, но его ходатайство отклонили – нет технических возможностей. А юрист «Эха» объяснил, что пресса не несет ответственности за содержание сообщений, которые были опубликованы авторами самостоятельно. История началась с открытого письма Михаилу Ходорковскому, которое Полина Жеребцова, в прошлом жительница Грозного, автор опубликованного в 2011 году дневника времен первой и второй чеченских войн, разместила в своем блоге на «Эхе Москвы» в декабре 2013 года. Жеребцова, получившая политическое убежище в Финляндии в 2013 году, писала, что тот неправ, высказавшись в поддержку политики России на Северном Кавказе. В ответ на это открытое письмо другой блогер, Штамов, на том же сайте «Эха Москвы» подверг сомнению слова Жеребцовой о преследованиях на территории России. Штамов был недоволен словами Жеребцовой о том, что она стесняется российского гражданства «как позорного рабского клейма», а в конце поста сделал вывод, что письмо Ходорковскому – не что иное, как самопиар Жеребцовой. В ответ он нее на «Эхе Москвы» появился пост «Кто вы, доктор Штамов?». В нем Жеребцова среди прочего пишет о том, что Штамов – бывший прокурор, и приводит ссылку на текст из газеты «Ставропольская правда», в котором упоминается 84-летний отец Штамова Александр. В публикации «Старики-разбойники», датированной 20 июля 2007 года, во-первых, говорится, что Штамов-старший, будучи общественным защитником, вероятно, подделывал документы и ставил на них чужие печати. Во-вторых, там рассказано, что Александр Штамов был обвиняемым по делу об оскорблении мирового судьи Валерия Баскаева. Этой информацией Штамов был возмущен и написал заявление в Генпрокуратуру о разжигании межнациональной розни и унижении человеческого достоинства и обратился в суд с иском о защите чести и достоинства (см. монитор за июнь 2014 года). Суд принял решение оставить иск Штамова без удовлетворения.

ИЮЛЬ, 11
БК55
Несмотря на усилия пресс-секретаря сенатора Андрея Голушко, представители независимого СМИ БК55 смогли попасть в пресс-центр «Комсомольской правды». Ни охрана, ни сотрудники пресс-центра не предприняли никаких усилий, чтобы выдворить «нежелательных» журналистов.

ИЮЛЬ, 12
Сергей Селиванов
В Омске областное УМВД успело возобновить уголовное дело в отношении омского блогера, лидера движения «За свои права» Сергея Селиванова. Дело давнее - до истечения срока давности по нему (10 лет) осталось немногим более года. Суть преступления, вменяемого подозреваемому («Мошенничество в особо крупном размере», часть 4 статьи 159 УК РФ) такова: в 2005 году один из омских предпринимателей передал другому вексель на сумму 10 млн. рублей. Тот его обналичил, после чего скрылся. Через два месяца, когда силовики его обнаружили, он дал показания, что действовал по указанию Селиванова, который в то время тоже занимался предпринимательством, и отдал эти деньги ему. Документально подтверждено, что во время означенных событий Селиванов находился в больнице – проходил курс лечения после нападения на него неизвестных лиц, последствиями которого стали, согласно медицинскому заключению, «сотрясение головного мозга, трещина в черепе, кровоизлияние в мозг, травма шеи, травма позвоночника, травма почек, печени, кишечника». Нападавших милиция так и не нашла: как считает сам Селиванов, найти их она в принципе не могла, поскольку связано это нападение с его отказом платить милиции деньги – по той же при чине, по его мнению, и было возбуждено в отношении него в 2005 году уголовное дело. Тогда довести до суда это дело, построенное целиком на словах человека, замеченного в присвоении ценного документа, правоохранительным органам не удалось. В 2006 году оно было приостановлено, и вот на днях возобновлено «по вновь открывшимся обстоятельствам». Как сказал ФЗГ Сергей Селиванов, об этих обстоятельствах он догадывается – за многие годы предпринимательства, а позже - правозащитной деятельности, которой он занялся после того, как с помощью тех же органов у него был отнят весь бизнес (база, склад, магазин), он изучил их тактику и стратегию. По его сведениям, в деле появился второй свидетель, отбывающий срок в колонии, который решил поведать правоохранителям правду, скрываемую им почти 9 лет: другого выхода у этого человека нет в силу его пребывания в местах заключения, то есть в абсолютно зависимом положении. Дело Селиванова девятилетней давности стало актуальным для УМВД после проведения им ряда протестных акций и появления в его блоге записей – в частности, о возможной причастности стражей порядка к убийству одного из лучших боксеров страны Ивана Климова. Также, полагает правозащитник, их могли возмутить публикации на некоторых интернет-площадках, где он рассказывал о пропаже 116 тысяч бутылок контрафактной водки: факт ее исчезновения после изъятия полицейскими подтвержден проверкой федерального министерства, пишет блогер, но никто за это наказания не понес.

ИЮЛЬ, 14
Александра Гармажапова
Венера Галева
Соня Мохова
«100ТВ»
В Санкт-Петербурге ИКМО № 15 Выборгского района стойко оборонялся от кандидатов и представителей в свой последний приемный день. Избирком открылся на два часа позже, не пускал кандидатов в муниципальные депутаты и журналистов, а корреспондентку «Новой газеты в Петербурге» придавили железной дверью. По словам корреспондента «Новой газеты в Петербурге» Александры Гармажаповой, она и ее коллеги пытались попасть в здание в течение долгого времени: «Мы пришли с пресс-картами, мы представлялись, мы говорили от каких мы изданий и говорили, что по закону имеем право освещать деятельность ИКМО. В ответ перед нами просто закрывали двери. Мы пытались связаться через домофон, потому что дверь была заблокирована. Нам отвечали, что член ИКМО, который должен принимать документы, находится в травмпункте. Потом они уже домофон отключили. Тогда мы начали звонить по телефону в МО, а там объясняли, что они не избирком и ничего не знают. Мы просили дать актуальный телефон избиркома для связи, но в МО просто клали трубку», - сообщила Александра Гармажапова. Когда в избирком вернулась член комиссии Марина Бутусова, журналистов внутрь все равно не пустили: «Полицейский отказался представляться, сказал, что «нам потом все объяснят». Он также отказался назвать законные причины, по которым на с не пускают в ИКМО. Я находилась ближе всех и встала в дверной проем. А потом появился рыжий мужчина, и он просто резко захлопнул дверь, пока я стояла в проеме», - добавила Гармажапова. К счастью, серьезных повреждений у журналистки нет, только ссадины. Попасть в ИКМО №15 также пробовали корреспондент Фонтанка.ру Венера Галеева, корреспондент «Росбалта» Соня Мохова и корреспондент «100ТВ», однако их попытки успехом также не увенчались.

ИЮЛЬ, 14
Газета «Эхо»
В Благовещенске редакция газеты «Эхо», лишившись помещений, не может закончить работу над президентским грантом. Сотрудники работают на домашних компьютерах, доступа в рабочий кабинет у них нет, сообщает «Эхо Москвы в Благовещенске». Сотрудники не смогли попасть в редакцию – в дверях появились новые замки. В полиции журналистам сообщили, что на здание претендуют два владельца. У каждого из них есть документы на право собственности. По этому факту проводят проверку. Также сотрудники редакции обратились в прокуратуру. Тем временем, пока идут разбирательства, редакция не может получить доступ к компьютерам и бухгалтерии, заморожены банковские счета. Поэтому под угрозой срыва оказался не только газетный номер, но и грантовые проекты. Газета «Эхо» и общественная организация «Открытое сердце» выиграли президентский грант по проекту «Золотые руки Приамурья». Кроме того, организация должна отчитаться за городские деньги на проект «Благовещенск – культурное наследие в миниатюре». Сегодня работа приостановлена, говорит председатель организации Лариса Павлова. Помочь в непростой ситуации редакция газеты «Эхо » попросила администрацию Благовещенска. Новый собственник нежилого помещения в телефонном разговоре сообщил корреспонденту Амур.инфо, что передал представителю ООО «Журналистская инициатива» письмо с требованием забрать всё имущество, но пока с той стороны не последовало никаких обращений.

ИЮЛЬ, 15
Борис Стомахин
Московский городской суд признал законным приговор редактору газеты «Радикальная политика» Борису Стомахину, осужденному к 6,5 годам заключения за призывы к терроризму (см. монитор за ноябрь 2012 года, апрель 2014 года). Таким образом, суд отклонил жалобу адвокатов журналиста, которые просили вынести ему оправдательный приговор. Теперь приговор считается вступившим в законную силу. Отбывать наказание Стомахину предстоит в колонии строгого режима, передает РАПСИ. Напомним, Стомахин уже был осужден в 2007 году на пять лет лишения свободы за экстремизм и публичные призывы к экстремистской деятельности. Адвокаты журналиста тогда говорили, что публикации Стомахина были «криком души», реакцией на тяжелое время, происходящие в мире события, а на общем информационном фоне они «даже несильно выделяются».

ИЮЛЬ, 15
Газеты «ЯБЛОКА»
Управа района Нагатино-Садовники (Москва) дала указание изъять газеты «ЯБЛОКА» из почтовых ящиков жителей. Полиция рассматривает заявление кандидата в Мосгордуму от «ЯБЛОКА» по 32 округу Кирилла Гончарова по факту изъятия его газет из почтовых ящиков жителей. Об этом сообщил сам Гончаров. Волонтеры выяснили, что дворники получили указание от Управы доставать газеты от «ЯБЛОКА» из почтовых ящиков. Делали они это с помощью ключей, которые, видимо, получили в Управе. Как рассказал Кирилл Гончаров, об изъятии газет стало известно случайно. Один из дворников узнав, что волонтеры распространяют газеты по ящикам, заявил, что в подъезд их не пустит, а газеты от партии «ЯБЛОКО» приказано изымать. Куда делся весь тираж, пока выяснить не удалось. «ЯБЛОКО» уже столкнулось с фактом похищения тиража газеты властями. Кандидат в Мосгордуму по 4 округу Ирина Копкина пытается добиться возвращения украденных информационных материалов, которые были обнаружены в здании Префектуры ЗАО.

ИЮЛЬ, 15
«Московский комсомолец» в Воронеже»
Воронежский областной суд отказал в апелляционной жалобе директору местного филиала Российского государственного торгово-экономического университета Денису Петрову. В своем иске о защите чести, достоинства и деловой репутации к редакции газеты «Московский комсомолец» в Воронеже» Денис Петров требовал опровергнуть сведения, изложенные в одной из публикаций издания. Публикация, носившая критический характер, подвергала сомнению профессиональные качества и научные достижения истца. В качестве компенсации морального вреда Денис Петров требовал от редакции газеты 1 млн рублей. Ленинский районный суд Воронежа 29 апреля отказал истцу в его требованиях, и тот подал жалобу в апелляционную инстанцию (см. монитор за февраль, май 2014 года). Но Воронежский областной суд оставил решение суда изменения. Интересы редакции газеты в суде представляла юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

ИЮЛЬ, 15
Портал «Блокнот-Волгодонск»
Редакция портала «Блокнот-Волгодонск» (Ростовская область) сошлась не на жизнь, а на смерть в борьбе с местным табачным торговцем-монополистом, отказывающимся выполнять требования закона об охране здоровья граждан. Злостный нарушитель – сын депутата, поэтому ему оказалось можно в открытую торговать сигаретами прямо перед зданиями городской прокуратуры и полиции, в то время, когда другие магазины спрятали пачки с ядовитым зельем за специальные ширмы. Любые попытки журналистов выяснить, а кто же отвечает за контроль розничной торговли сигаретами в Волгодонске и должен наводить в этой сфере порядок, уходят «в никуда». Нет крайних. Нет ответственных.

ИЮЛЬ, 15
Firstnews
Сотрудники московской редакции интернет-СМИ Firstnews приняли решение подать иск на ЗАО «Фест Ньюс». Причиной грядущего судебного разбирательства стала 2,5 месячная задержка заработной платы сотрудникам редакции. 8 июля акционеры ЗАО «Фест Ньюc» через генерального директора объявили о том, что долг компании сотрудникам выплачен не будет в связи с финансовыми трудностями компании. Без надежды на справедливое разрешение конфликта редакцию покинули 2 из 10 московских журналистов и почти весь петербургский коллектив. Однако часть московской редакции намерена бороться за свои права. Журналисты положили на стол начальству заявления о приостановлении работы вплоть до выплаты заработной платы – согласно законодательству, работник имеет права отказаться от выполнения своих обязанностей уже по прошествии 2 недель задержки денег. Уволить такого сотрудника редакция, до окончательного расчета с ним, не имеет право. «Некоторые сотрудники готовит иски, и они будут поданы в ближайшее время», - заявил в комментарии Лениздат.Ру заместитель главного редактора федерального отделения Firstnews Максим Баранов. Помимо положенной по закону заработной платы сотрудники через суд намерены получить деньги за моральную компенсацию и задержку зарплаты.

ИЮЛЬ, 17
Алла Чернышева
Судья Химкинского городского суда (Московская область) Юлия Алексеева приговорила главреда сайта «Экооборона Московской области» Аллу Чернышеву к штрафу в размере 35 тыс. рублей. Причиной послужило то, что редактор проводила одиночный пикет у ворот незаконной стройки 8 апреля этого года. Это первый такой случай в России, ранее пикеты «наказывались» максимум 20 тыс. штрафа. Чернышеву признали виновной в проведении несанкционированной акции с препятствием движению транспортных средств (хотя она стояла у закрытых ворот). Дело рассмотрено в ее отсутствие, без уведомления о судебном заседании. Решение выдали только с 3-го раза - очевидно, опасаясь скандала.

ИЮЛЬ, 17
Общественное телевидение России
Журналист Павел Шеремет сообщил, что покидает Общественное телевидение России. Журналист отмечает, что последнее время в России идет настоящая волна травли тех журналистов, которые рассказывают об украинских событиях и российско-украинской войне не в стилистике отвязанной кремлевской пропаганды. «Своими же руками Путин и правящая элита разрушают русский мир, за который умирают сейчас одурманенные российские добровольцы и наемники… Российское общество охвачено милитаристским угаром, люди одурманены и ищут слишком простые ответы на сложные вопросы бытия… Но миссия журналистов - не поддакивать общественному мнению и высокому начальству, а разбираться с тем, что на самом деле происходит в этой жизни, потому что другой ни у кого не будет», - добавляет он. Журналист в заключении отмечает, что Лысенко, генеральный директор ОТР – уважаемый российский теледеятель, однако сейчас у него нет сил противостоять агрессивному мракобесию, которое накатывает со всех сторон.

ИЮЛЬ, 17
«URA.Ru»
Ленинский районный суд Екатеринбурга отказал бывшему главе ликвидированного ГУ МВД РФ по УрФО Николаю Мардасову в удовлетворении иска о защите чести и достоинства. После выхода на сайте информагентства «URA.Ru» статьи «Главк ликвидирован, сотрудники запуганы, справедливости нет» генерал подал иск к информагентству. В тексте было приведено письмо на имя главы МВД Владимира Колокольцева, написанное уральскими силовиками, которые, по сути, обвинили Мардасова в ряде серьезных преступлений. На судебном заседании некоторые из авторов послания появились лично и подтвердили факт направления данной жалобы на имя министра. «Кроме того, в МВД РФ официально подтвердили, что получали это письмо. Таким образом, мы доказали факт существования письма, - говорит юрист Дмитрий Лебедев, представлявший интересы информагентства агентства в суде. - Что касается авторов послания, то их также совершенно не за что привлекать к ответственности, поскольку они реализовывали свое конституционное право на обращение в государственные органы. В СМИ они свою жалобу не направляли, как она попала в «URA.Ru», им не известно». Правда, судя по настроению экс-силовика, судебная тяжба только стартовала, и он обязательно будет подавать апелляцию. Журналисты шутят, что пока счет 1 – 0 в их пользу.

ИЮЛЬ, 18
Максим Солопов
В Москве на корреспондента «Русской планеты» Максима Солопова и его девушку напала группа неонацистов. Как сообщил пострадавший, нападали джентельмены, поэтому обошлось без ножевых ранений, а «настроение даже не испортилось». «Вышел, значит, в центре Москвы из метро «Пушкинская» со своей женщиной купить мороженое. Душно и жарко было. Пошли в «Макдональдс». Тут на меня вдруг уставился какой-то тип, на вид даже чуть старше меня. С ним два соратника. Сначала подошли втроем, спросили Максим ли я, и уточнили фамилию. Обступили. Успел отдать пакет Алине и приготовился к разным вариантам развития событий. Представился и говорю: «Ну?». «Не-не, ниче», - отвечают», - написал журналист. Затем молодые люди отошли. Однако, как только журналист с девушкой покинули «Макдональдс», то их встретили уже шесть человек. «В итоге подлетели первые двое или трое. Стали заливать меня с головы до ног газовыми баллончиками. Потом уже посыпались тычки, но я уже ничего не видел». Солопова отвела в аптеку его спутница, сотрудники аптеки вызвали скорую. «А баллон был что надо - не простая перцовая эссенция, а очень даже суровая смесь. Я бегал по аптеке, как будто мне из огнемета голову облили. Хорошо скорую вызвали, даже с профессиональными всякими примочками обезболивающими жгло еще несколько часов, а после каждого промывания водой жжение усиливалось», - добавил корреспондент. Солопов не сообщил, намерен ли обращаться в правоохранительные органы по поводу случившегося.

ИЮЛЬ, 18, 30
Евгений Агарков
Задержанный в Воронеже сотрудниками регионального УФМС украинский журналист Евгений Агарков, который освещал дело украинской летчицы Надежды Савченко, содержащейся под стражей в воронежском СИЗО, будет выдворен из России. Такое решение принял Центральный районный суд города Воронежа. В отношении корреспондента отдела специальных новостей телеканала «Студия 1+1» Украины было заведено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 КоАП РФ («Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации»). «По результатам рассмотрения данного дела вынесено постановление о назначении гражданину Украины административного наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным выдворением его за пределы Российской Федерации», - говорится в сообщении суда. По информации источника «Комсомольской правды» в силовых структурах, реальной целью Агаркова была профессиональная деятельность. «Если точно - съемки сюжетов об украинской летчице Надежде Савченко, которая сейчас сидит в СИЗО по обвинению в убийстве российских журналистов», - уточнил он. По данным Следственного комитета РФ, Савченко была задержана 9 июля. Ее обвиняют в причастности к убийству сотрудников ВГТРК. По версии следствия, летчица узнала координаты съемочной группы и передала их своим командирам, после чего был произведен минометный обстрел журналистов. В СК также утверждают, что Савченко была задержана при попытке пересечения российской границы без документов под видом беженки. Сама летчица утверждает, что ополченцы захватили ее в плен в Луганске 17 июня, а спустя несколько дней «незаконно перевезли на территорию РФ и передали представителям российских спецслужб». Сам Евгений Агарков отказался признать, что работал в Воронеже как журналист. Агарков пояснил, что собирал информацию для мамы Надежды Савченко. Когда же журналист переслал видеоматериалы в Киев, его коллеги якобы без разрешения выпустили их в эфир. Опираясь на эту версию, Агарков настаивал, что не совершал административного правонарушения. То есть приехал в Воронеж как турист и делал тут личные видеозаписи, несвязанные с профессиональной деятельностью. 19 июля Евгений Агарков был доставлен в Центр временного содержания иностранных граждан в Елизаветовке Павловского района. Как сообщил РИА «Воронеж» собственный источник, скорее всего, выходные он проведет там. Выдворением украинского корреспондента по решению Центрального райсуда приставы займутся в будние дни. По российским законам корреспондент Агарков должен был получить для работы аккредитацию как иностранный журналист. Поэтому представители миграционной службы составили в отношении Евгения административный материал, который передали в райсуд. 30 июля Е. Агарков покинул пределы РФ.

ИЮЛЬ, 19
Газета «Невские новости»
В Санкт-Петербурге прекращен выпуск газеты «Невские новости». Издание, полгода боровшееся за роль ведущего городского СМИ в области муниципальных интриг и намеревавшееся к сентябрю стать «архитектором» общественного мнения, даже не дожило до дня объявления выборов. Последний номер газеты вышел чуть больше месяца назад. Точную дату никто из собеседников ЗАКС.Ру не вспомнил. Сотрудники одноименного сайта, на самом видном месте которого раньше размещался баннер, ведший на pdf-версию газеты, прежде всего, поспешили уверить, что к печатному изданию ни малейшего отношения не имеют. Точная дата катастрофы, погубившей «Невские новости», не известна. Считается, что фактически вопрос о том, что газета закрывается, был принят где-то во второй половине мая.

ИЮЛЬ, 20
Антон Красовский
Российский журналист Антон Красовский, уволенный из телекомпании «Контр-ТВ» после признания своей гомосексуальности (см. монитор за январь 2013 года), заявил в интервью телекомпании «Дождь», что он сожалеет о своем камин-ауте и не хотел тем самым привлечь к себе внимание. На вопрос журналистки «Дождя» Натальи Синдеевой «ты вот хоть раз об этом пожалел?», Красовский лаконично ответил «все время, каждый день». Антон Красовский так и не смог ответить на вопрос, испытывал ли он сам на себе проявления гомофобии. Журналист, ранее работавший на телеканале НТВ, заявил, что после камин-аута ему «28 раз» предлагали уехать из России. Камин-аут Антона Красовского на короткое время привлек к нему большое внимание, главным образом за пределами России. Однако в последнее время интерес к сенсационному признанию значительно угас, но найти новую равнозначную работу журналисту так до сих пор и не удалось.

ИЮЛЬ, 20
Аркадий Зарубин
В Кырене (Республика Бурятия) избит Аркадий Зарубин, главный редактор газеты «Аршан». ЧП произошло возле здания территориальной избирательной комиссии Тункинского района в поселке Кырене. Все началось с того, что Зарубину позвонили и пожаловались, что избирком в Кырене не принимал документы от кандидатов в районный Совет депутатов от партий «Справедливая Россия» и КПРФ. И Аркадий Зарубин на месте пытался выяснить, почему. Но вместо ответов на вопросы он подвергся избиению на глазах у многочисленных свидетелей. Сначала ему угрожали, требовали покинуть регион и прекратить критические публикации, а затем принялись избивать. Андрей Зарубин получил травмы, в том числе ушибы головы. Ему удалось сделать аудиозапись на диктофон и сфотографировать молодчиков, избивших его. Пострадавший обратился в отдел внутренних дел Тункинского района по факту избиения. Всех нападавших задержали, допросили, установили личности. Среди них оказались жители Улан-Удэ, Окинского и Кижингинского районов. Возбужденно уголовное дело по статье 116 УК РФ («Побои»).

ИЮЛЬ, 21
Роман Юшков
Уголовное дело Романа Юшкова, обвиняемого в совершении двух преступлений за опубликованную 19 июля 2013 года в газете «Звезда» заметку «Истерия по-пугачевски», получило скандальное продолжение в суде. В дайджестах № 621, 651, 653 656, 665 ФЗГ уже рассказывал о реакции властей на полемическое выступление кандидата географических наук Р. Юшкова, где было изложено мнение о необходимости противостоять кавказскому криминалу. ФСБ обвинила автора в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием СМИ») и частью 1 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с использованием СМИ»). Зампрокурора Пермского края Александр Дерышов утвердил обвинительное заключение – и с 4 июля начался процесс в Мотовилихинском районном суде Перми. Адвокат Дмитрий Лобанов, начавший защищать Романа Юшкова с 10 июля, заявил 21 июля два ходатайства о возвращении 5-томного дела прокурору для устранения недостатков. Так, старший следователь местного управления ФСБ Сергей Водяненко ещё 19 марта признал потерпевшим некое «Общественное объединение представителей Чеченской и Ингушской республик в Пермском крае «Содружество». Однако из приобщенных к делу свидетельства о госрегистрации и устава видно, что они относятся к иному юридическому лицу - некоммерческой организации «Пермская региональная общественная организация «Содружество». Официальной деятельностью данного «Содружества» не является защита чьих-либо интересов по национальной или социальной принадлежности. В сведениях о потерпевшем, изложенных в обвинительном заключении, отсутствуют данные о характере и размере якобы причиненного ему вреда. Со ссылкой на постановление Пленума Верховного суда РФ от 5 марта 2004 года защита напомнила: при таких обстоятельствах исключается возможность вынесения судебного решения и дело подлежит возвращению в прокуратура. Судья Олег Спиридонов провёл в совещательной комнате в общей сложности 1 час 09 минут и отказал в удовлетворении ходатайств. «Имеющиеся противоречия между постановлением следователя о признании потерпевшим и регистрирующими документами, имеющимися в деле, может быть устранено в ходе судебного заседания», - указал он среди прочего в своих постановлениях. Доводов на общепринятую практику, которую установил Пленум Верховного суда РФ, пермский судья предпочел не заметить.

ИЮЛЬ, 22
Газета «№ 1»
Руководитель аппарата администрации города Барнаула Петр Фризен был вызван в городское УВД по поводу скандала с изъятием части тиража краевой общественно-политической газеты «№ 1», сообщили asfera.info источники в правоохранительных органах на условиях анонимности. По словам источника, Петр Фризен был вызван, чтобы написать объяснительную по поводу якобы имеющегося распоряжения об изъятии печатного издания. Судя по всему, у правоохранительных органов нет сомнений в подлинности данного распоряжения. Ранее в СМИ Алтайского края уже появлялась информация о том, что тираж газеты в Барнауле практически полностью изымают из мест общего распространения, и проходит это директивно. На условиях анонимности информационное агентство получило бумагу за подписью Фризена, в которой четко и по пунктам было изложено, где производить выемку газеты. Также предписывалось не допускать на территорию больниц, районных администраций, торгово-развлекательных центров распространителей издания и по возможности задерживать их силами службы охраны. ИА «Атмосфера» проводит собственное расследование с целью выяснения все мотивов администрации города, по которым в Барнауле необоснованно и противозаконно запрещается распространение газеты.

ИЮЛЬ, 23
47news
На судебном процессе по делу об убийстве в Тосно в Ленинградском областном суде защита обвиняемых призывала судью обыскать корреспондента 47news, так как он якобы незаконно сфотографировал обвиняемых. Причиной такого требования адвоката послужила реплика одного из подсудимых, которому показалось, что его сфотографировали. Его поддержала еще одна подсудимая, Валерия Кубасова, заявив судье, что фотография за решеткой, наверняка, получится некрасивая. К разговору подключился следующий подсудимый, сказав, что у него «одежда не очень». Судье Андрею Худякову пришлось отреагировать и вызвать 47news к президиуму. Взяв iFon журналиста, судья лично пролистал последние снимки и удостоверился, что запрет на фото и видеосъемку не нарушен. Через 10 минут продолжившихся пререканий судья Андрей Худяков вынужден был повысить голос и со словами, «заканчиваем рынок», указанием развел стороны по своим местам.

ИЮЛЬ, 23
ГТРК «Омск»
Омичи жалуются на неприемлемые методы работы компании «Омские кабельные сети». По информации потребителей, накануне Олимпиады в Сочи компания перестала транслировать спортивные каналы. Несмотря на то, что спортивные каналы значились в основном пакете вещания, провайдер предложил своим абонентам подключать каналы за дополнительные деньги. Кроме того, омичей возмущает то, что в дневное время транслируются каналы «для взрослых». И отключение сигнала крупнейшего регионального канала - ГТРК «Омск». Многочисленные жалобы возмущенных телезрителей суммировала председатель общества защиты прав потребителей им. Каштанова Лариса Моисеева, которая отправила письмо на имя президента России и министра внутренних дел страны. Оттуда уже начальнику областного УМВД Юрию Томчаку поступило распоряжение провести проверку законности действий «Омских кабельных сетей».

ИЮЛЬ, 24
Сергей Шаргунов
В Москве журналист радио «Эхо Москвы» Сергей Шаргунов рассказал о вызове на допрос в ФСБ. С ним беседовал следователь Александр Горячев, который обосновал вызов Шаргунова незаконным пересечение русско-украинской границы. «Оказывается, я был в Донецке и Луганске. Ага, был, репортажи делал, в эфиры выходил, и об трупы спотыкался, и полз по степной траве под рокот вертолета, пока другие в кабинетах сидят», - сообщил журналист. Шаргунову заявили, что на допрос его вызвали по доносу, пришедшему в ФСБ. Оставшийся безымянным слушатель «Эхо Москвы» в программе «Особое мнение» обнаружил рассказ журналиста о Донбассе. «Услышанное, очевидно, мучительно не совпало с его картиной мира, в которой ядовитых колорадов надо бомбить или хотя бы сажать», - комментирует Шаргунов. На допрос журналист пришел с адвокатом. «Можно было, конечно, унижаясь и усмехаясь, ответить, что война, бомбежка, смерть привиделись в литературном сне, и Есенина перепеть: «Никогда я не был на Донбассе, ты меня не спрашивай о нем». Но зачем, скажите, оправдываться? Стыдно, честно говоря, оправдываться», - резюмировал журналист. Шаргунов отказался от дачи показаний, воспользовавшись правом, прописанным в 51 статье Конституции РФ.

ИЮЛЬ, 24
Эдуард Мочалов
Ядринский межрайонный следственный отдел СУ СКР по Чувашии начал уголовное преследование учредителя и главного редактора информационно-аналитической газеты «Взятка» Эдуарда Мочалова. Проведены обыски в редакции газеты, а также у главного редактора и журналистов. Журналист издания Владимир Кожевников так прокомментировал ситуацию одному из чебоксарских порталов: «В моём доме был обыск, всё перевернули вверх дном. Искали компрометирующие материалы экстремистского содержания. Изъяли жёсткий диск, пару дисков, газеты, которые были в архиве». Кроме этого, в редакции также изъяли технику и тираж газеты. Причиной для возбуждения уголовного дела является публикация в газете «Взятка» от 24 января 2013 года статьи под названием «Мы татары, а не русские», которая, по утверждению следователей, направлена на публичное возбуждение национальной ненависти и вражды, разжигание межнациональной розни, а также на унижение достоинства русских по признакам национальности. Ранее Эдуарда Мочалова вызвали на допрос в Следственное управление, вопросы сотрудников ведомства касались автора статьи. Стоит отметить, что автором публикации выступила уроженка Республики Татарстан Фаузия Байрамова – писательница, которая возглавляет оппозиционную партию «Иттифак» и числится лидером радикального крыла татарского национального движения.

ИЮЛЬ, 24
ИА «Тульские новости»
Телеканал «ТелеТула»
Телеканал «Бизнес-71»
В рамках экспедиции «Россия-2014» состоялась презентация Центра правовой поддержки журналистов ОНФ сотрудникам тульских СМИ. Во время мероприятия к руководителю Центра Наталье Костенко обратился генеральный директор ИА «Тульские новости» Андрей Мазов, который сообщил, что в этом году правительство области не предоставило аккредитацию агентству «Тульские новости», а также входящим в холдинг ТК «ТелеТула» и «Бизнес-71». Кроме того, как сообщил Мазов, тульские чиновники часто отказывают журналистам в комментариях. Присутствовавший на встрече представитель пресс-службы правительства области случай с отказом в аккредитации объяснил тем, что журналисты не вовремя подали данные, а кроме того, представили недостоверную информацию, чем нарушили правила аккредитации. Костенко рекомендовала администрации области наладить взаимоотношения с «Тульскими новостями», а журналистам – писать острые материалы, но соблюдать при этом нормы журналистской этики и перепроверять поступившую в редакцию информацию. В ходе встречи конфликтующие стороны нашли компромисс: аккредитация для ИА в следующем году будет восстановлена, а в текущем – администрация пообещала приглашать независимых журналистов на все интересующие их мероприятия.

ИЮЛЬ, 25
Газета «Карельская губерния»
Некоторое время назад в Петрозаводске пошёл слух о том, что в Карелии начинается мобилизация военнослужащих, находящихся в запасе. На фоне событий, происходящих на Украине, известие это многих переполошило. Журналисты по редакционным каналам выяснили, что мобилизационные предписания в самом деле выдают. Корреспондент газеты «Карельская губерния» Надежда Меккиева, дабы получить точную информацию и официальный комментарий, направилась к военному комиссару республики полковнику Андрею Артемьеву. Вначале она хотела по телефону записать его комментарий, но он отказался, сказав, что только при личной встрече будет разговаривать с корреспондентом. Редактор газеты направил корреспондента в военкомат, попросив подготовить публикацию как можно скорее. Н. Меккиева по телефону еще раз предупредила и военкома республики и его секретаря, что идет за комментарием. Но, к своему удивлению, столкнулась с полковником А. Артемьевым прямо в дверях здания, он куда-то уходил. Она, напомнив, что договаривалась о встрече, попыталась получить ответ на давно заданный вопрос. Однако военный комиссар, спросив, из какой газеты корреспондент, заявил, что разговаривать с ней не станет, и приказал дежурному выставить Н. Меккиеву из здания военкомата. Никакого комментария, разумеется, не дал. Н. Меккиева всю эту историю описала в своем заявлении в Союз журналистов Карелии, попросив защиты её профессиональных интересов. Союз журналистов подготовил и направил военному комиссару А. Артемьеву обращение, в котором председатель республиканского Союза журналистов уведомил полковника, что тот нарушил закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», без всяких мотивов отказав редакции в получении информации, имеющий общественный интерес. Сведения о выдаче мобилизационных предписаний военнослужащим запаса не относятся к разряду информации ограниченного доступа. Именно это, к слову, позволило А. Артемьеву прокомментировать ситуацию с предписаниями другим СМИ. Подобная реакция, упреждающая распространение слухов, совершенно верная, пишется в заявлении Союз журналистов, но непонятно, почему редакция газеты «Карельская губерния» оказалась изгоем, почему ее лишили общественно значимой информации? Хотя ответ, в общем-то, очевиден, у военного комиссара Карелии давно, мягко говоря, напряженные отношения с данной редакцией. По мнению Н. Меккиевой и председателя Союза журналистов Карелии, должностное лицо нарушило закон, и поэтому журналистское сообщество будет ждать официального объяснения от военного комиссара Карелии. А мобилизационные предписания действительно выдавали уволенным в запас, что А. Артемьев объяснил журналистам системной работой военкомата, которая ведется постоянно и не связана с событиями на Украине. Просто на этот раз данный факт был замечен из-за общественного возбуждения в связи с войной, идущей на Украине. Тогда тем более не ясно, зачем было военному ведомству на пустом месте провоцировать конфликтную ситуацию.

ИЮЛЬ, 25
Газета «Век»
Таганский суд признал не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию С. Замошкина сведения, распространенные на сайте электронной газеты «Век» 18 декабря 2012 года в статье «Следствие по делу ТоАЗа не поверило в историю о «юристах-вредителях», а именно: «Увольнение Замошкина из правоохранительных органов вышло скандальным – прокуратура вскрыла многочисленные факты коррупционной деятельности своего сотрудника. Однако Замошкину удалось замять дело, тем более, что в те времена никто не хотел выносить сор из избы. Наработанный Замошкиным «коррупционный потенциал» поначалу был очень востребован собственниками ТоАЗа». Редакция электронной газеты приносит свои извинения Сергею Замошкину.

ИЮЛЬ, 25
Александр Валов
Известный независимый блогер из Сочи (Краснодарский край) Александр Валов сообщил об угрозах в свой адрес. Как рассказал Валов, угрозы пришли по переписке в соцсети после публикации в блог-сообществе репортажа об условиях содержания животных в цирке. Запись в блоге была опубликована одной из участниц сообщества. В фоторепортаже были показаны узкие клетки, в которых на 40-градусной жаре томятся животные. «Удаляй топик!.. Один на один?!», - написал Александру Валову некий пользователь соцсети. Свои угрозы он сопроводил фотографией побитого человека. «Судя по присланной фотографии, угрожает расправой. Наверное, как-то связан с администрацией цирка. Вот такие кровожадные «фокусники» нынче в Сочи», - предположил Александр Валов. Удалять запись блогер не стал. По словам Александра Валова, к угрозам он давно привык.

ИЮЛЬ, 25
Роман Юшков
Новыми скандалами отметился судебный процесс по делу о «газетном экстремизме» Романа Юшкова, о начале которого ФЗГ сообщал в дайджесте № 666. Судья Олег Спиридонов объявил подсудимому замечание с занесением в протокол судебного заседания за то, что он сфотографировал гособвинителя Дмитрия Красноперова. Сначала суд с согласия всех сторон разрешил видеосъемку прибывшим на слушания операторам из телекомпании «Рифей ТВ» и редакции газеты «За человека». Кстати, кандидат географических наук Роман Юшков трудится в этой газете ответственным секретарем и тоже считается сотрудником СМИ. Но когда подсудимый достал фотоаппарат и запечатлел прокурора, последний попросил председательствующего принять меры. Судья не только сделал замечание. Он отказал Р. Юшкову в праве на фотосъемку на том основании, что тот присутствует на процессе как подсудимый. После обеденного перерыва, когда защитник Дмитрий Лобанов начал оглашать заключения шести проведенных по делу экспертиз, судья объявил новое замечание. Олегу Спиридонову показалось, что Юшков заснул. Доводы подсудимого, что при слушании сложного текста он сосредоточился и закрыл глаза, не были приняты во внимание. Со скамьи для публики такие действия председательствующего показались не простой придиркой, а продуманной местью. Ведь накануне Юшков, обвиняемый в призывах к экстремизму за публикацию «Истерия по-пугачевски» в краевой газете «Звезда» от 19 июля 2013 года, обратился к руководству Мотовилихинского районного суда Перми. В заявлении говорится о допущенных, по мнению ученого и публициста, многочисленных нарушениях Олегом Спиридоновым норм УПК РФ и Кодекса судейской этики.

ИЮЛЬ, 26
«Открытая газета»
На прошлой неделе сразу двум журналистам ставропольской краевой «Открытой газеты» чиновники не дали исполнить свой профессиональный долг. Автора этих строк попросили покинуть Пятигорскую школу-интернат, где разместились беженцы с Украины. Оказывается, нельзя ни о чем расспрашивать беженцев и обслуживающий их персонал, - уточнять их количество, регионы, откуда они прибыли, довольны ли они приемом и в чем нуждаются… Нельзя делать никакие снимки – даже детских рисунков. Заместитель директора школы-интерната вместе с дежурным полицейским сослались на запрет, исходящий от руководства города. Они набрали телефон начальника городского управления социальной поддержки населения Тамары Павленко и дали трубку мне. Та удивилась, что я не в курсе запрета мэра и управления МЧС. Оказывается, для того, чтобы выполнить редакционное задание, надо обратиться с просьбой в администрацию, и тогда мне предоставят именно тех жителей Украины, с кем можно побеседовать. А я удивилась, что Тамара Николаевна не в курсе, что нарушает закон о СМИ и Конституцию. Кстати, сами беженцы охотно идут на контакт, не скрывают свои имена, рассказывают о пережитом, о своих планах, знакомят с детьми, благодарят жителей и руководство города за заботу. Разница между их рассказами и тем, что изо дня в день показывают отфильтрованные телеканалы, объясняет суть запретов: власть наша очень боится, что беженцы могут рассказать о войне что-то такое, что пойдет в разрез с нашей государственной политикой. Второй случай отказа в доступе к информации произошел с Еленой Сусловой, с которой по-хамски обошлись в миграционной службе края. Елена на страницах газеты рассказала о многодетной сельчанке, десять лет назад приехавшей в Россию из Таджикистана, вышедшей здесь замуж, родившей шестерых детей, но так и не получившей гражданства только из-за бездушия чиновников. И вот, благодаря газетной публикациям и тому, что к проблеме удалось привлечь уполномоченного по правам ребенка в Ставропольском крае, в управлении ФМС собралась рабочая группа для решения этой проблемы. Родители оставили шестерых малолетних детей под присмотром 80-летней прабабушки, а сами в 35-градусную жару отправились за 150 километров в Ставрополь. Приехала из Ессентуков специально на заседание этой комиссии и Елена, загодя, за неделю, известив об этом руководителя краевого УФМС Казбека Эдиева. Но хозяйка кабинета, где заседала комиссия, начальник отдела по вопросам гражданства краевого УФМС Светлана Белова, ее выставила: «Вас сюда никто не звал!». В кабинет начальника журналистку не пустили, только секретарша пообещала, что Беловой сейчас перезвонят. Елена вновь попыталась присутствовать на комиссии, и вновь ей беззастенчиво указали на дверь. Уже в коридоре она услышала, как Белова громко озвучила присутствующим приказ своего начальника: «Не пускать ни под каким предлогом!». Наблюдая беготню по коридору и слыша крики в кабинете, Елена поняла, чего испугались чиновники: они были просто не готовы к этой комиссии, не изучали дело многодетной матери и не сразу нашли нужную папку с ее документами. Многодетных родителей снова отправили восвояси, а Елена Суслова и редакция «Открытой газеты» написали обращение в краевую прокуратуру. По их мнению, действия миграционных руководителей попадают под статью 144 Уголовного Кодекса РФ, которая предусматривает наказание за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста с использованием своего служебного положения.

ИЮЛЬ, 26
СМИ Сахалинской области
Администрация Сахалинской области готова заплатить за публикацию в федеральном издании из областного бюджета 1,5 млн. рублей. Столь щедрые расходы на имидж власти выявили эксперты проекта ОНФ «За честные закупки». Электронный аукцион по закупке публикации на печатной полосе формата А3 должен был состояться 14 июля, но в связи с тем, что заявка поступила только от одного участника – ЗАО «ИД «Комсомольская правда», комиссия решила ускорить заключение контракта и провела его 10 июля. Понять, на какую именно аудиторию ориентировались и какой цели хотели достичь сахалинские чиновники, покупая площади в «Комсомольской правде», довольно сложно. Если они хотели привлечь инвесторов, то последним гораздо проще найти информацию такого рода на официальном сайте области, чем в ориентированной на самые широкие слои населения страны «Комсомольской правде». Если же хотели донести какую-то информацию до жителей области, то проще это сделать через региональные издания, недоумевает сопредседатель Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева. Кроме того, если региону действительно есть что рассказать россиянам, то это с удовольствием покажет или напечатает – и бесплатно! – любое федеральное СМИ. Теперь региональные СМИ, понесших серьезные убытки из-за резкого роста тарифов Почты России, поддержки не получат, средства уже потрачены.

ИЮЛЬ, 27
Издательский дом «Семилуки»
В Арбитражном суде Воронежской области рассматривается иск о защите деловой репутации, который подала строительная организация «СМУ-36» к ООО «Издательский дом «Семилуки». Поводом к иску стала публикация в районной газете «Семилукский вестник», выпускаемой издательским домом. В статье «Как в районе осваиваются миллионы, выделенные губернатором области», вышедшей в начале июня этого года, по мнению истца, содержатся порочащие и недостоверные сведения о «СМУ-36», выполнявшем работы по ремонту районного Дома культуры в Семилуках. В публикации, в частности, высказывается предположение, что компания-истец является «фирмой-прокладкой», участвующей в получении заказов и возврата откатов чиновникам. Кроме этого, в газете были размещены фотографии ДК, свидетельствующие, по мнению редакции, о некачественно проведенном ремонте. «СМУ-36» также возмутила фраза в тексте о том, что компания «снимала офис в 15 кв. м, …в комнате сидят три человека – видимо, это и есть весь штат фирмы». Истец потребовал опубликовать опровержение и взыскать с ответчика в качестве компенсации репутационного вреда 100 тыс. рублей. В ходе суда сторонам было предложено заключить мировое соглашение, и истец выразил готовность отказаться от требования возмещения ущерба репутации. Однако ответчик на эти условия не согласился. Судебное разбирательство продлится в августе

ИЮЛЬ, 28
Александр Скобов
В Санкт-Петербурге на правозащитника, бывшего политзаключенного и автора заблокированного портала «Грани.Ру» Александра Скобова неизвестные напали с ножом. «Наш постоянный автор Александр Скобов госпитализиран с ножевыми ранениями после нападения», - говорится в сообщении «Грани.Ру» в Twitter. Как сообщает Когита.ру, нападение на Скобова совершено в ночь с 27 на 28 июля. Неизвестные напали на него возле его дома. Его избили и ранили ножом. У него отняли документы, ключи, мобильный телефон. Издание также отмечает, что 27 июля на сайте Когита.ру был опубликован фрагмент статьи Александра Скобова: «Александр Скобов: Реконструкция ада Дайджест. Статья касается ситуации, которая сложилась на юго-востоке Украины». «Еще в начале мая я не слишком успешно пытался обратить внимание общественности на то, что называть мятежников с востока Украины сепаратистами значит участвовать в пропагандистской мистификации. Они воюют не за отделение от Украины, а за присоединение Украины к Российской империи. Именно украинцы являются для них сепаратистами. Для них Украина - незаконное государство, неправомерно выделившееся из империи. А украинцы - незаконный народ, неправомерно отпочковавшийся от русского», - говорится в начале статьи автора «Грани.Ру».

ИЮЛЬ, 28
Газета «Известия-Тур»
Очередной скандал между мэром и редакцией муниципальной газеты случился в Туринске (Свердловская область). Местное издание «Известия-Тур», чуть ли не единственное печатное СМИ на территории района, должна была сменить форму собственности и стать государственным автономным учреждением печати Свердловской области (ГАУПСО), но этого до сих пор этого так и не произошло. Глава Туринска Андрей Белоусов до настоящего времени не дал «добро» на закрепление статуса редакции за ГАУПСО, вместе с тем в муниципальном автономном учреждении «Редакция газеты «Известия-Тур» (предшественник ГАУПСО) уже назначен другой руководитель, несмотря на то, что редактор Ирина Гицарева находится на больничном. По словам директора департамента печати и массовых коммуникаций администрации губернатора Дмитрия Федечкина, инициатора реформы по переподчинению муниципальных СМИ областным структурам, переговоры с Белоусовым начались еще год назад, и тогда никакого противостояния не было. Было создано ГАУПСО, директором которого назначили Ирину Гицариеву, которая до этого 12 лет была редактором газеты, и редакция начала регулярно выпускать вкладку «Новости из области», как и другие муниципальные газеты, попавшие под действие реформы. На закупку новых компьютеров для «Известий-Тур», по словам Федечкина, было выделено 500 тысяч рублей. По его словам, смысл реформы - восстановление, удержание и укрепление позиций муниципальных газет «как информационных лидеров на локальных рынках, повышение социального и профессионального статуса работников редакций». По сведениям журналистов информагентства Znak.com, глава Туринска утверждает, что реформе не противостоит, уточнив, что сейчас нужно лишь решить все юридические вопросы: - Сейчас у нас создано два предприятия: муниципальное и государственное. Не вижу никаких проблем в том, чтобы существовало и то, и другое. Таким образом, газета сможет выполнять и государственный, и муниципальный заказ, соответственно, у редакции будет больше финансовых ресурсов. По словам Белоусова, ему важно сохранить газету как СМИ, которое бы информировало население о муниципальных проектах. А вот редактор Гицарева по-другому объясняет действия главы. - Срок полномочий у мэра заканчивается в марте следующего года, то есть скоро выборы, и ему нужна газета. При этом я как редактор никогда не буду нарушать избирательное законодательство ради какого-либо кандидата, чтобы не было проблем у редакции. По ее словам, как только она вышла на больничный, и.о. руководителя была назначена Светлана Пахомова, которая раньше в редакции не работала. - Она индивидуально разговаривала со всеми в редакции, предлагала перейти в муниципальное предприятие. Но у нас почти все уже оформлены в ГАУПСО, и никто на ее предложение не согласился, - отметила Гицарева, которая надеется, что система ГАУПСО улучшит финансовое состояние газеты, ведь в муниципальном бюджете на 2014 год запланировано финансирование газеты в размере 580 тысяч рублей, в конце первого квартала выплачена 181 тысяча рублей, и на этом все. Фактически редакция вынуждена работать в долг. Известно, что во многие редакции СМИ региона, как и на имя губернатора Евгения Куйвашева, уже направлены два обращения по поводу ситуации в «Известиях-Тур»: одно - от редакции газеты, другое - от Совета руководителей районных СМИ. Первые жалуются, что «в ближайшее время начнется задержка заработной платы, так как пока не подписана новая редакция устава СМИ, все получаемые средства мы, работая в ГАУПСО, направляем на счет муниципального учреждения». В свою очередь руководители других свердловских СМИ считают, что «мэром не принимается во внимание история издания, заслуги коллектива, что подтверждают его действия. Назначая редактором постороннего человека без согласия журналистского коллектива, Белоусов дестабилизирует обстановку в коллективе, создает невыносимые для творческого процесса условия. Только ваше вмешательство (т.е. губернатора) может разрешить ситуацию». Что ж, ситуация достаточно типичная - выборы недалече, и мэры пытаются приструнить местные редакции, опасаясь, что они могут поддержать их конкурентов. При этом журналисты апеллируют отнюдь не к аудитории, для которой они и существуют, а к вышестоящей власти. Ни о какой независимости прессы, увы, речь не идет.

ИЮЛЬ, 28
СМИ Омска
Представителей СМИ пригласили в областное правительство и… попросили уйти. Недавно назначенный на должность министра экономики области Александр Третьяков решил, по всей вероятности, что ему должны подчиняться и средства массовой информации, включая те, которые от облправительства и административно и финансово не зависят. На днях в областном правительстве собрались победители конкурса местных предпринимателей «Лучший экспортер» по итогам 2013 года. На мероприятие были приглашены представители разных изданий и ТВ. Во вступительной речи новый глава министерства сделал особый упор на то, что областная власть «открыта для диалога с бизнесом и обществом». Похоже, этот диалог господин министр намерен вести с ними тет-а тет – без помощи журналистов, которые, вероятно, по его мнению, ни к бизнесу, ни к обществу не имеют отношения. Сразу после церемонии награждения главный омский экономист попросил прессу удалиться, полагая, что, как он выразился, она уже «удовлетворила свой интерес». То есть, по мнению А. Третьякова, интересовать омичей могут только фамилии людей, которые получили дипломы, как «лучшие экспортеры» - ради оглашения этих фамилий журналисты и были приглашены. Что же имел в виду министр под «открытостью власти» и для какого «общества», осталось неясным. Некоторые журналисты, пишут «Коммерческие вести», после этой просьбы не тронулись с места и, без сомнения, правильно сделали – во-первых, стоит все-таки ценить свое время, не растрачивая его на мероприятия, о которых нечего сообщить читателям или зрителям, во-вторых – не стоит покорно сносить хамское к себе отношение. Если г-н министр считает, что СМИ – обслуга власть имущих, то прессе надо с ним провести, разъяснительную работу, напомнив о том, что именно он является народным слугой, к тому же не успевшим еще сделать что-то для улучшения положения обслуживаемого им населения, содержащего за свой счет и сотрудников Главного управления информационной политики. Последние, хотя и вроде бы не подведомственны минэкономики, и, соответственно, министру никак не подчинены, решили, как говорится, подсуетиться и стали требовать от оставшихся журналистов, чтобы они покинули зал. Те вышли, чтобы не создавать скандал. А жаль - он бы пошел на пользу чиновнику, явно превысившему свои полномочия, да не помешал бы и обществу, которое так и не узнает, какие гостайны в течение часа обсуждали с его слугой предприниматели-экспортеры, когда за приглашенной прессой закрылась дверь.

ИЮЛЬ, 28
Блог «Шалтай Болтай»
В России заблокирован блог «Шалтай Болтай». «Доступ к данному ресурсу ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации», – говорится в сообщении на сайте B0ltai.org. Также на территории России ограничен доступ к Twitter «Шалтай Болтай». «Доступ к учетной записи ограничен в следующих странах: Russia», - говорится в соответствующем сообщении. Последней материал в блоге под названием «Перезалили архивы руководителя внешнего отдела троллей и «потерпевшего» Игоря Осадчего» был опубликован 25 июля. 23 июля Роскомнадзор распорядился заблокировать блог, отравив обращения операторам связи. До этого ведомство пыталось заблокировать «Шалтай Болтай» через хостинг-провайдеров, однако это не удалось. Основанием для блокировки послужило постановление Смольнинского суда Санкт-Петербурга по иску гражданского лица. Известность блог получил в конце 2013 года, когда на нем было опубликован текст новогоднего обращения Владимира Путина.

ИЮЛЬ, 28
Александр Бывшев
В ФЗГ обратился житель поселка Кромы (Орловская область) Александр Бывшев. Он сообщил, что в отношении него возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ после публикации в «Литературной России» его статьи «Свобода лова, Или охота продолжается», где писалось о начале гонений на него и перспективах возможного судебного преследования из-за стихотворения «Украинским патриотам». «Недавно в моей квартире был произведён очередной обыск. Изъяли ноутбук и электронные носители. А на днях в следственном комитете мне было вручено постановление о возбуждении ещё одного уголовного дела. Это уже второе уголовное дело против меня. На сей раз правоохранители нашли криминал в стихотворении «Украинские повстанцы», - сообщил А. Бывшев. Его подозревают в разжигании вражды к русским.

ИЮЛЬ, 28
Интернет
Городское управление информатизации и связи Красноярска с 25 августа запретит чиновникам городской администрации пользоваться рядом зарубежных интернет-сервисов. Под запрет попали такие популярные ресурсы как Google, Facebook и Twitter, а также все почтовые сервисы и социальные сети, находящиеся не на российских доменах. В соответствии с документом, зарубежные системы якобы служат основой для активного противодействия политике государственной власти. По заявлению представителей городской администрации, в запрете нет ничего страшного, так как он принят якобы из соображений информационной безопасности. Чиновники отмечают, что рекомендация об исключении пользования поисковыми системами компании Google в служебных целях дана всем органам исполнительной власти и образовательным департаментам в структуре местного самоуправления. Сообщается, что учителям Кирова по той же причине рекомендовали не пользоваться Gmail и другими зарубежными интернет-ресурсами для служебной переписки, а кировским школьникам посоветовали не пользоваться иностранным поисковиком в компьютерных классах учебных заведений в «целях безопасности». Отмечается, что данная рекомендация была распространена по школам департаментом образования Кировской области. Напомним, ранее в Госдуме заявляли о необходимости проверки закупок программного обеспечения у крупнейших зарубежных компаний, в том числе Microsoft. А в конце апреля ряд сенаторов Совфеда выдвинули предложение о создании отдельного российского Интернет под названием «Чебурашка».

ИЮЛЬ, 28
Олег Потапенко
В аэропорту Хабаровска спецслужбы задержали и допросили главного редактора сетевого издания «Амурбург» Олега Потапенко, возвращавшегося с форума неправительственных организаций, который проходил в Тбилиси. «Ты спускаешься с трапа, к тебе подходят двое крепких мужчин и, не давая пройти в сторону, говорят: «Олег Витальевич, пройдемте». Сажают в старый жигуленок и везут куда-то. Я попросил их объяснить, в чем проблема, от чего такой почет: все на автобусе, а у меня персональное авто к трапу. Вежливо объяснили, что это связано с моей поездкой на форум в Тбилиси. Дескать, у меня могут быть некие материалы экстремистского характера», – рассказал журналист. Его продержали в комнате персонального досмотра в аэропорту около четырех часов, забрав на все это время планшетный компьютер и сотовый телефон. «Спрашивали про форум: кто там был, кто организовывал... Четыре часа изучения моего багажа ни к чему не привели: ни наркотиков, ни материалов экстремистского характера, подписали два акта – один с моих слов, что ничего экстремистского я не везу, и второй – что ничего у меня обнаружено не было. Скорее всего, это был своего рода психологический прессинг, ведь для того, чтобы скопировать файлы с компьютера, минут двадцать понадобилось бы максимум», – добавил Олег Потапенко. Второй грузино-российский форум НПО проходил при поддержке Фонда им. Фридриха Эберта, Черноморского фонда регионального сотрудничества и Национального фонда поддержки демократии.

ИЮЛЬ, 28
Сайт газеты LifeNews
Сайт газеты «Известия»
Сайт радиостанции РСН
Сайт газеты «Твой день»
Сайт газеты «Жизнь»
Сайт газеты «Маркер»
Сайт журнал Bubble
Портал Heat.ru
Исполнительный директор холдинга News Media и глава телеканала LifeNews Ашот Габрелянов заявил, что все ресурсы компании, включая сайт газеты «Известия», подвергаются мощной DDoS-атаке с Украины. «Возможны временные перебои в работе сайтов», - написал он в Twitter. «Есть специализированные технологии, которые позволяют выявить если не досконально от кого, то по крайней мере определить страну, из которой ведется атака. По моим сведениями, она ведется с Украины», - сказал Габрелянов радиостанции «Русская служба новостей», также входящей в холдинг. По его словам, технические специалисты принимают все меры для того, чтобы предотвратить возможные сбои в работе ресурсов. Помимо LifeNews, «Известий» и РСН в News Media входят газеты «Твой день», «Жизнь», «Маркер», журнал Bubble, а также портал Heat.ru.

ИЮЛЬ, 30
Сергей Бурындин
«Газета на дом»
Прокуратура Еврейской автономной области начала проверку по фактам давления на биробиджанских журналистов еженедельника «Газета на дом». Это следует из письма, поступившего из Генпрокуратуры в экспертный совет Центра правовой поддержки журналистов, созданного ОНФ после медиафорума в Санкт-Петербурге. «Мы держим ситуацию на особом контроле. Это касается как давления на биробиджанских журналистов, так и хода проверки по фактам продажи муниципальной собственности, которые они раскрыли в своих публикациях. Оба дела должны быть доведены до логического конца, а виновные должны понести наказание», – подчеркнула заместитель руководителя Исполкома ОНФ, руководитель Центра правовой поддержки журналистов Наталья Костенко. Как говорят сами сотрудники еженедельника «Газета на дом», поводом для их преследования стала статья «За что продали нашу «Родину» два персонажа из мэрии Биробиджана», опубликованная 7 мая с.г. В ней рассказывалось о передаче городского кинотеатра, принадлежащего муниципальному автономному учреждению «Центр российской кинематографии – кинотеатр «Родина» площадью более 1000 кв. м и стоимостью в 17,1 млн руб., ООО «Киномир» и ООО «Экран» всего за 7,8 млн руб. По факту владельцами городской недвижимости стали два известных местных предпринимателя. По словам журналистов, после публикации сотрудникам редакции стали поступать анонимные телефонные звонки и сообщения с угрозами и оскорблениями. Главному редактору газеты Сергею Бурындину разбили булыжником окно в доме, а на входную дверь квартиры его заместителя Елены Голубь вылили строительную краску. Обо всех этих фактах журналисты сообщили в полицию, однако там принять заявление о нападении у них отказались. Член экспертного совета Центра правовой поддержки журналистов, руководитель межфракционной группы Госдумы по взаимодействию гражданского общества с правоохранительными органами Михаил Старшинов написал письмо в Генпрокуратуру, попросив взять это дело на особый контроль. Недавно появилась информация о том, что следственным управлением Следственного комитета по ЕАО было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество). В конце июня в Арбитражный суд ЕАО поступило исковое заявление в защиту интересов муниципального образования «Город Биробиджан», поданное заместителем областного прокурора. Он требует признать недействительными отдельные положения договора об учреждении ООО «Киномир» и передаче кинотеатра «Родина» в оплату его уставного капитала и вернуть кинотеатр «Родина» муниципалитету. По мнению Натальи Костенко, развитие ситуации в Биробиджане, выводы, уже сделанные областной прокуратурой по поводу распоряжения кинотеатром «Родина», показывают, что приведенные журналистами факты не были голословными. «Правоохранительные органы должны серьезнее относиться к информации, появляющейся в СМИ, и активнее брать под защиту журналистов, которые пишут о коррупции на местах», – отметила Наталья Костенко.

ИЮЛЬ, 31
Михаил Афанасьев
Представители следственного комитета по Хакасии официально принесли извинения журналисту Михаилу Афанасьеву, в отношении которого они возбуждали и расследовали уголовное дело. Журналиста обвиняли сразу по двум статьям уголовного кодекса: «Клевета» и «Оскорбление представителя власти». Поводом для возбуждения уголовного дела послужила статья «Вы - лжец, полковник Злотников!». Дело расследовалось следственным комитетом. Обвинение в суде поддерживала прокуратура Абакана. Интересы журналиста представляли сначала адвокат Петр Лысенко, затем его коллега Владимир Дворяк. 6 сентября прошлого года мировой суд Абакана оправдал Афанасьева по обеим статьям. Прокуратура обжаловала решение в вышестоящей инстанции. По статье «Клевета» Абаканский городской суд был непреклонен, а вот по статье «Оскорбление представителя власти» дело было отправлено на новое рассмотрение вновь в мировой суд. Однако и на этот раз приговор был оправдательным. И вновь прокуратура его обжаловала (см. монитор за сентябрь 2013 года). И вновь безрезультатно – 10 июля суд решил, что Афанасьев невиновен. Приговор вступил в силу. На пресс-конференции, состоявшейся накануне в следственном управлений СКР по РХ, корреспондент ИА «Хакасия» поинтересовалась, будет ли следствие приносить Афанасьеву официальные извинения, ведь СУ СКР любит сообщать о вынесенных приговорах, однако что-то не припоминается случая, чтобы на своем сайте следователи сообщали об оправдательных приговорах. После долгих колебаний извинения были все же принесены. Правда, прозвучали они из уст не руководителя СУ СКР по РХ Владимира Коневских, а его заместителя Евгения Николайчука. «Да, мы были неправы в этом плане. Мы извиняемся перед ним», - сказал Николайчук и принялся пространственно рассуждать на тему, что оправдательный приговор – не так уж плохо, категория дел, по которым бывают такие решения, должна быть.

ИЮЛЬ, 31
«Известия Мордовии»
В ФЗГ поступила информация, что в мае 2014 года в отношении АУ «Известия Мордовии» сотрудниками полиции было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ («Мошенничество»). Из материалов уголовного дела следует, что «в течение нескольких лет неизвестное лицо из числа сотрудников автономного учреждения, путем обмана, выразившегося в фиктивном заключении договоров на оказание услуг с двумя гражданами, совершило хищение денежных средств учреждения в общей сумме 915 тысяч рублей, чем причинило материальный ущерб учреждению в крупном размере». В основе лежит заявление заместителя главного редактора и показания бывшего сотрудника редакции. Администрация учреждения считает, что никаких хищений в АУ не было - договоры с гражданами заключались, услуги выполнялись. Тем не менее, сейчас проводятся следственные действия, практически ежедневно проходят допросы сотрудников. В ходе допросов сотрудники подтверждают факт выполнения договорных обязательств. В начале июня в квартирах трех сотрудников АУ и двух договорников (лиц, заключавших договоры на услуги с АУ) прошли обыски. Обыск прошел, в том числе, и в квартире главного редактора. Искали доказательства хищений, ничего не найдено. Главный редактор в Верховном суде Мордовии обжалует постановление районного суда о разрешении производства обыска в квартире (на руках имеются документы, полученные из районного суда – постановление районного суда о разрешении производства обыска, постановление о возбуждении уголовного дела, протоколы допросов четырех свидетелей, рапорт оперуполномоченного УЭБ и ПК о возможном нахождении искомых документов у лиц, у которых необходимо провести обыск, постановление о возбуждении перед судом ходотайства о производстве обыска в жилище.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни