Результаты мониторинга
4 Августа 2014 года

Результаты мониторинга ФЗГ – июнь 2014

Случаи гибели журналистов – 1 (Галина Кощеева, главный редактор районной газеты «Родной край», Кировская область).

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 1 (Сергей Мокрушин, редактор «Центра журналистских расследований», и Владлен Мельников, режиссер ЦЖР, оба - Симферополь, Республика Крым).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 1 (СМИ Костомукши, Карелия).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 1 (Сергей Резник, независимый журналист и блогер, Ростов-на-Дону).

Увольнение редактора, журналиста – ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 7 (Сергей Мокрушин, редактор «Центра журналистских расследований», и Владлен Мельников, режиссер ЦЖР, оба - Симферополь, Республика Крым Анна Шароградская, директор Института региональной прессы, аэропорт «Пулково», Санкт-Петербург; Владимир Волохонский, корреспондент «Грани.ру», и Петр Ковалев, журналист Рейтер, оба - Санкт-Петербург; Анастасия Станко, гражданка Украины, корреспондент украинского Громадського ТV, - в Ростовской области; Родион Чепель, корреспондент телеканала «Дождь», в Ростовской области; Татьяна Козырева, корреспондент украинского Громадського ТV, и Карен Арзуманян, оператор Громадського ТV, в Севастополе, Крым; Виктория Макаренко, собственный корреспондент «Новой газеты», и Гезине Дорнблют, журналистка Немецкого радио, обе – в Ростовской области).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 16 на сумму 613 097 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 12, удовлетворено – 4, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 1 237 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 34

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 1 (журналисты радиостанции «Эхо Москвы», Москва).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (телеканал «Ваше общественное телевидение!», Санкт-Петербург).

Прекращение выхода СМИ – 1 (газета «Первое сентября», Москва)

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Новое зеркало», Московская область)

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 1 (сайт «Газеты.ру», Москва).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 2 (компьютер Анны Шароградской, директора Института региональной прессы, Санкт-Петербург, аэропорт «Пулково»; компьютер телекомпании «ТНТ-Блиц», Мурманск).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 19

ИЮНЬ, 2
Портал СуперОмск
«Бизнес-курс»
«Омскпресс»
«ОмскИнформ»
«Комсомольская правда в Омске»
ИА «Омскрегион»
Омские антимонопольщики признались, что погорячились, обвинив прессу в «незаконном продвижении продукции компании «САН ИнБев». Как сообщалось в дайджесте № 659-660, под подозрение управления ФАС попали 6 изданий (СуперОмск, «ОмскИнформ», «Бизнес-курс», «Омскпресс», «Комсомольская правда в Омске», информационное агентство «Омскрегион»), опубликовавших в начале мая с.г. сообщения о выпуске партии пива с изображениями героев Великой Отечественной войны и описаниями их подвигов (см. монитор за май 2014 года). Во всех публикациях речь шла о том, что затея пивоваров вызвала возмущение у городского совета ветеранов и пенсионеров, других представителей общественности, посчитавших ее кощунственной. Похоже, не вчитавшись в тексты этих заметок, а лишь обратив внимание на иллюстрации к ним, антимонопольная служба пришла к выводу, что они «обладают всеми признаками рекламы, поскольку распространяются в сети Интернет, направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования». Не разубедило в этом УФАС даже то, что созданный прессой резонанс побудил компанию отказаться от выпуска данной партии. Антимонополисты разослали во все вышеперечисленные СМИ письма с сообщением, что в отношении них «возбуждено дело по фактам нарушения рекламного законодательства», тем самым создав еще более скандальный инфоповод для упоминания продукции той же компании и дав, таким образом, основания подозревать само УФАС в ее непроизвольной (или произвольной) рекламе. На днях руководитель антимонопольного управления Сергей Суменков сообщил, что с прессы сняты все обвинения: дела в отношении шести изданий прекращены. По всей вероятности, внимательно прочитав осуждаемые ими заметки, сотрудники ведомства увидели, что они, как пояснил Суменков, «выражали отрицательное отношение к акции «САН ИнБев», и, стало быть, носили антирекламный характер.

ИЮНЬ, 2
«Экстра М Медиа»
«Экстра Н»
Глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин подал иск в суд на депутата Госдумы Дмитрия Гудкова. Об этом Д. Гудков написал в своем twitter. «Как мне сказали, это иск это Сорокина о защите его чести и достоинства (которых нет). Только суд сегодня, а меня даже не уведомили. Ми представители будут требовать переноса. Очень хочу лично сказать судьям все, что думаю о Сорокине», - написал Гудков. Как сообщается на сайте Нижегородского районного суда, исковое заявление от Олега Сорокина о защите чести, достоинства и деловой репутации к Дмитрию Гудкову, ЗАО «Экстра М Медиа» и «Экстра Н» поступило 2 июня. Как ранее сообщал «ФедералПресс.Приволжье», Гудков в своем «ЖЖ» опубликовал сведения о доходах главы Нижнего Новгорода Олега Сорокина, там были указаны и доходы его супруги Элады Нагорной. Первая леди заработала в десять раз больше градоначальника – 1 млрд 475 млн руб. Позднее депутат сообщил, что сотрудники Центра по противодействию экстремизму опечатали его общественную приемную в Нижнем Новгороде с требованием изъять тираж газеты.

ИЮНЬ, 2
Газета «Известия»
Анастасия Кашеварова
Арбитражный суд Москвы рассматривает дело по иску ОАО «Альфа-Банк» и Михаила Фридмана к газете «Известия», корреспонденту этого издания Анастасии Кашеваровой и лидеру партии «ЯБЛОКО» Сергею Митрохину. В декабре прошлого года Сергей Митрохин в интервью корреспонденту «Известий» заявил, что оппозиционера Алексея Навального консультирует и финансирует «один из ведущих менеджеров «Альфа-групп». Иск в суд был подан от «Альфа-банка» и его совладельца Михаила Фридмана. Истцы требуют взыскать с корреспондента «Известий» Анастасии Кашеваровой в пользу «Альфа-Банка» и 250 тысяч рублей, с нее же в пользу Михаила Фридмана также 250 тысяч рублей. С редакции «Известий» - 500 тысяч рублей в пользу «Альфа-банка» и 500 тысяч в пользу Фридмана. За высказывания лидера «ЯБЛОКА» Сергея Митрохина истец потребовал 3 млн. рублей в пользу «Альфа-Банка» и 3 млн. рублей в пользу Фридмана (см. монитор за январь 2014 года). Судебный процесс по существу начался с ходатайства стороны истца - юристов «Альфа-банка» и Михаила Фридмана (пришедших в суд всемером), о том, чтобы отозвать исковые претензии от редакции «Известий», но оставить в силе иск к отношении Сергея Митрохина, и, самое интересное, в отношении журналистки Анастасии Кашеваровой. Суд принял ходатайство, чем ввел в ступор юриста «Известий». Юридическая защита как «Известий», так и Сергея Митрохина готовилась доказать несостоятельность исковых претензий, потому что статья в газете (и на сайте издания) была представлена в виде интервью. В своих высказываниях Митрохин повторил лишь то, о чем многократно рассказывалось в множестве изданий на протяжении последних треж лет - обнародованная переписка блогера Алексея Навального с одним из высокопоставленных менеджеров (на тот момент) «Альфа-банка» Владимиром Ашурковым. По словам Митрохина, на протяжении последних трех лет никто из сторон не высказывал никаких претензий относительно подлинности обнародованной в Интернете переписки. И он не понимает, почему именно сейчас и именно на него «Альфа-банк» подал в суд. Еще меньше лидера «ЯБЛОКА» что-либо понял адвокат «Известий», который заявил суду, что данная ситуация является нонсенсом - претензии к журналисту, взявшего интервью и записавшего мнение интервьюера, но отсутствие претензий к изданию, опубликовавшего этот текст, и являющегося работодателем указанного журналиста. Он также подчеркнул, что претензии «Альфа-Банка» в данной форме, по сложившейся мировой практике, являются не чем иным, как проявлением цензуры, запрещенной Конституцией РФ. Следующее судебное заседание состоится в Арбитражном суде Москвы 20 июня.

ИЮНЬ, 2
Телеканал «Мой город»
Лариса Михеева
Арбитражный суд Кемеровской области взыскал по делу о защите деловой репутации в пользу предпринимателя Владимира Зырянова 437 тысяч рублей судебных расходов. Индивидуальный предприниматель Владимир Зырянов (владелец сети магазинов «Зыряноff» в Кемеров) обратился в суд с исковым заявлением о защите деловой репутации к телеканалу «Мой город» и журналистке телеканала Ларисе Михеевой. Основанием для обращения в арбитражный для предпринимателя явилось распространение на телеканале и в сети Интернет сюжета «Атака клонов» в передаче «По счетам». Сюжет был посвящён торговле подделками товаров известных брендов под видом подлинников, и содержал утверждение о причастности к такой деятельности магазинов «Зыряноff». Судебное разбирательство в суде первой инстанции длилось 7 месяцев. Была доказана как недостоверность распространённых в отношении предпринимателя сведений, так и их порочащий характер, а исковые требования ИП В. Зырянова к телеканалу «Мой город» и Ларисе Михеевой были удовлетворены. Дело прошло через все судебные инстанции, в том числе в Высшем арбитражном суде РФ, который оставил в силе решение суда первой инстанции. Кроме того, решением Арбитражного суда Кемеровской области в пользу ИП В. Зырянова было взыскано с ООО «Телеканал «Мой город» 322 тысячи рублей, с журналиста Ларисы Михеевой – 115 тысяч рублей, всего на сумму 437 тысяч рублей – судебные издержки, которые понес предприниматель, защищая свою деловую репутацию.

ИЮНЬ, 2
Андрей Корецкий
Челябинский журналист Андрей Корецкий признан Тракторозаводским районным судом Челябинска виновным в вымогательстве и приговорен к трем годам лишения свободы условно. О приговоре суда в своем твиттере сообщил сын Андрея Корецкого и общественный активист Александр Корецкий. Информацию об условном сроке подтвердили и в пресс-службе суда. Уголовное дело в отношении Андрея Корецкого было возбуждено в феврале 2011 года. УБЭПом полиции региона проводились мероприятия по заявлению тогдашнего главы Каслинского района Александра Коробейникова, который просил привлечь Корецкого-старшего к уголовной ответственности за вымогательство у него 400 тысяч рублей за удаление со своего сайта сведений, порочащих репутацию главы района. В итоге при обыске полицией было изъято 200 тысяч рублей. Сам журналист объяснял наличие денег оплатой его работы в ходе предвыборной кампании Коробейникова, который, якобы, остался ему должен (см. монитор за февраль, март 2011 года, август, октябрь 2012 года). Позднее Корецкий назвал свое уголовное преследование заказным, и обвинял в заказе тогда еще действующего главу региона Михаила Юревича, его первого зама Олега Грачева, а также «высшие полицейские чины», известного «чёрного политтехнолога» Евгения Медведева и самого Коробейникова. Стоит также заметить, что сам Коробейников в прошлом году также был признан виновным по уголовному делу по статье «Халатность». Районный суд приговорил его к четырем годам лишения свободы, однако впоследствии срок был сокращен до трех лет и заменен на условный.

ИЮНЬ, 2
«Ежедневный журнал»
Арбитражный суд Москвы отказался рассматривать дело о блокировке «Ежедневного журнала» (см. монитор за март 2014 года). Владельцы сайта доказывали, что понесли экономические потери. Однако представители ответчиков - Генпрокуратуры и Роскомнадзора - убедили суд, что вопрос о блокировке не относится к ведению арбитража. Суд в самом начале рассмотрения иска удовлетворил ходатайство представителей Генпрокуратуры и Роскомнадзора, доказывавших, что вопрос о блокировке СМИ не относится к области предпринимательского и экономического права. При этом доводы истца о том, что незаконная блокировка сайта резко снижает доходы от рекламы и, таким образом, прямо ущемляет экономические права и интересы, были проигнорированы. Представитель Роскомнадзора указала на то, что аналогичное дело о блокировке сайта «Грани.ру», доступ к которому был ограничен одновременно с Ej.ru, уже рассматривалось в Таганском суде Москвы. В ходе слушаний судья полностью согласилась с доводами представителей Генпрокураторы. Те не смогли доказать, что публикации «Граней» содержат прямые призывы к участию в противоправных акциях, но утверждали, что в «контексте публикаций» сайта заметка может восприниматься именно как такой призыв. Обосновывая свое решение, судья сказала, что не имеет причин не доверять выводам прокуратуры, «поскольку исследование проведено уполномоченным на то специалистом, обладающим познаниями в данной области, по результатам обоснованного исследования представленного материала».

ИЮНЬ, 2
Радиостанция «Эхо Москвы»
Прокуратура Москвы проверит радиостанцию «Эхо Москвы» по факту разжигания межнациональной розни и унижения человеческого достоинства (статья 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Инициатор проверки Генпрокуратуры Юрий Штамов - гражданин Германии, бывший прокурор Отрадненского района Краснодарского края. Последние три года он вел свой блог на сайте «Эхо Москвы». В своем заявлении в прокуратуру он утверждает, что состав преступления содержится в материале «Кто вы, доктор Штамов?», опубликованном в блоге писательницы, поэтессы и публициста Полины Жеребцовой на сайте «Эха» в начале января. Штамов утверждает, что Жеребцова некорректно высказалась о настроениях в Ставропольском крае, который, как говорится в материале, «славится ненавистью к уроженцам Чечни». Кроме того, помимо обращения в прокуратуру, Штамов подал иск в один из районных судов Москвы к радиостанции о защите чести и достоинства с требованием опровержения и компенсации морального вреда в размере 3 миллиона рублей. Материал Жеребцовой, по его словам, не только возбуждает межнациональную вражду, но и наносит ущерб его репутации, а также оскорбляет честь его покойного отца. После публикации материала Жеребцовой он просил руководство радиостанции удалить порочащие его сведения из публикации «Кто вы, доктор Штамов?», а не получив ответа, подал в суд.

ИЮНЬ, 2-3
Сергей Мокрушин
Владлен Мельников
Вечером 2 июня в Симферополе (Республика Крым) задержаны двое сотрудников «Центра журналистских расследований». Редактора и журналиста Сергея Мокрушина и режиссера Владлена Мельникова задержали бойцы самообороны на улице Севастопольской у Дома Профсоюзов, где находится редакция ЦЖР. Журналистов удерживал в штабе самообороны, который расположен в бывшем офисе Компартии на улице Кирова, 26. Здесь их допрашивали и, по имеющейся информации, применяли к задержанным физическую силу. По словам бойцов самообороны, журналисты якобы оскорбляли честь и достоинство высших должностных лиц России. Позднее журналистов передали приехавшим сотрудникам полиции. В ночь на 3 июня Сергея Мокрушина и Владлена Мельникова выпустили, уже из Центрального РОВД Симферополя. Как сообщил С. Мокрушин, у них взяли показания, однако протокол допроса не составляли. Обвинения также не были выдвинуты. По словам Мокрушина, он написал заявление о нанесении ему бойцами самообороны телесных повреждений и незаконном ограничении свободы. Кроме того, журналист сообщил, что в травмпункте ему диагностировали сильный ушиб грудной клетки с вероятными трещинами в ребрах. «Я не понимаю смысла этого задержания, ради чего? Почему нас в штабе самообороны допрашивали? Почему нелегальная самооборона имеет право, без участия полиции, задерживать людей и устраивать допросы?», - заявил Мокрушин.

ИЮНЬ, 3
Все СМИ
Высшая квалификационная коллегия судей закрыла свои заседания для прессы. Поставлена под сомнение ранее существовавшая практика, основанная на первом пункте статьи «Обеспечение гласности» положения о порядке работы квалификационных коллегий, которое сама ВККС и утвердила. Это пункт гласит, что заседания всех ККС проводятся, как правило, открыто. Вот уже второй день правила прямо противоположные. Объяснения лаконичны. «Коллегия приняла такое решение. Вопрос стоит о персональных данных и личной жизни кандидатов. Это право на частную жизнь», – сказала член ВККС, декан юридического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета Наталья Шевелева. Да, пункт 4 той же самой статьи того же самого положения позволяет квалифколлегиям большинством голосов переводить свою работу в закрытый режим. Но ранее такого стремления у ВККС не было. Раньше судейское сообщество гордилось открытостью процедуры отбора служителей Фемиды. Нам нечего скрывать – мантии надевают безупречные люди, должна была свидетельствовать она.

ИЮНЬ, 3
Газета «Звезда»
Мотовилихинский районный суд Перми отказал местному правозащитнику Игорю Аверкиеву в удовлетворении иска о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда в размере 10 тыс. руб., предъявленного депутату Госдумы РФ Валерию Трапезникову и краевой газете «Звезда». Поводом для спора стало интервью с думцем, опубликованное 14 февраля 2014 года. Говоря про И. Аверкиева, депутат В. Трапезников заявил: «Почему он водит защитников Черняевского леса не в ту часть, где планируется строить зоопарк, а туда, где на самом деле ничего не будут ни вырубать, ни строить? Ведь в реальности на месте будущего зоопарка в этой зоне леса расположены в основном мусорные свалки и пристанища для бомжей». И. Аверкиев, возглавляющий Пермскую гражданскую палату, усмотрел в таком высказывании недостоверные, порочащие сведения. В исковом заявлении он указал, что не водил каких-либо граждан в ту часть Черняевского леса, которая не планируется под застройку зоопарка. На предварительном слушании, которое состоялось 14 мая, истец пояснил: «Впервые за многие десятилетия кто-то возвел на меня напраслину. В своей деятельности я могу чего-то добиваться, поскольку имею репутацию честного человека. Не могу оставить это без наказания». Судья Елена Котельникова спросила: «Как порочит оспариваемая фраза?» Правозащитник ответил: «Получается, либо я некомпетентный человек, либо осознанно вру людям». 3 июня он поддержал «свое описание морального вреда. Депутат В. Трапезников не явился на оба судебных заседания и никак не откликнулся на иск. Представитель «Звезды» адвокат Аркадий Иванов отметил этот факт как доказательство того, что думец согласен с собственным интервью. Газетчики предложили расценивать высказывания В. Трапезникова как текст официального лица, который не подлежит редактированию и за который редакция не несут ответственности (ст. 57 Закона РФ «О СМИ»). Посовещавшись за закрытыми дверями в течение 49 минут, судья Е. Котельникова отказала в удовлетворении иска в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд.

ИЮНЬ, 3
Владимир Соловьев
Радиостанция «Вести FM»
Скрывающийся в Камбоджи от российского правосудия бизнесмен Сергей Полонский подал иск о защите чести и достоинства на 200 млн рублей против журналиста и теле- и радиоведущего Владимира Соловьева, сообщает РБК. Кроме Соловьева, ответчиком по делу выступает радиостанция «Вести FM», в эфире которой, прозвучали 16 фраз, которые, по мнению предпринимателя, порочат его честь и достоинство. С журналиста и радиостанции Полонский хочет по 100 миллионов рублей. «Против Полонского нет решения суда, и любые высказывания относительно того, что он кого-то обокрал, являются незаконными», - заявил представитель истца Карабанов. В тоже время адвокат отметил, что для отзыва иска будет достаточно публичных извинений. Иск уже поступил в Савеловский суд Москвы. В России бизнесмен подозревается в хищении 150 млн рублей у дольщиков жилищного комплекса «Рублевская Ривьера». Камбоджа пока отказывает российским властям в его выдачи.

ИЮНЬ, 3
Все СМИ
Во Владивостоке на Русском острове торжественно открылся Первый Большой медиа-саммит. Сотни участников, приглашённые гости – на это торжество собрались не только журналисты Приморья, но и представители журналистского сообщества Москвы, Сахалина, Якутии, Камчатки, Еврейской АО, Хабаровского края, даже Чукотки… Приехали гости из соседних стран – Японии, Кореи, Китая, Торжественно и многолюдно было в эти два дня на Русском острове. Учитывая и Большую Медиа-встречу Владимира Миклушевского, недавно превратившегося из губернатора края в и.о., и так удачно совпавшую с большой встречей журналистов. Естественно, что помимо журналистов были представители администрации края, Дальневосточного округа, крупнейших компаний страны, таких, как «РусГидро», «Роснефть», «Газпром», Ростелекома и др. Тему «Миссия российских масс-медиа: информирование или интерпретация» начали московские гости, вице-президент Европейской Федерации журналистов Надежда Ажгихина, тележурналист Максим Шевченко, ведущий Российского ТВ Эрнест Мацкявичус и другие. Регламент встречи предполагал работу многих секций: «Свобода слова: границы дозволенного», «Новые «рамки» для редакций и блогеров: как прессе не попасть под «пресс» закона?», «Восьмая заповедь журналиста: плагиат и права автора», тренинг на тему «судебная практика по медиа-праву», разбор и изучение способов защиты журналистов на примере конкретных дел в отношении СМИ, который провела юрист Галина Арапова, хорошо знакомая приморским журналистам. Секция пресс-служб рассмотрела способы, как завладеть вниманием журналистов, поделилась опытом своей работы, познакомились с медийным опытом одной из крупнейших в стране компаний «Русгидро». Мастер-классы знакомили журналистов с законами, опытом, даже необходимыми в работе уловками. Но, как выяснилось, секций, «круглых столов», встреч и мастер-классов оказалось слишком много, разорваться было невозможно, обсуждая вопросы, например, от патриотизма до имиджа территорий. Потому и самые необходимые из секций, в том числе профессионального мастерства, оказались за пределами возможностей собравшихся, даже вопросы, поднятые журналистами в преддверии саммита, оказались вне его рамок. Например, вопросы выживания провинциальных газет. «На мой взгляд, на саммите было слишком много секций и «круглых столов», тематика которых не очень-то актуальна. В результате самые актуальные, злободневные вопросы приморской журналистики, прежде всего о судьбе местной печати, как-то затерялись. Можно говорить и о других просчетах саммита: «московском междусобойчике» на открытии, невнятном «съезде» приморского СЖ и т.п. Но было сделано главное: во Владивосток приехало немало журналистов из края, у них была возможность пообщаться с коллегами, увидеть краевую столицу. Очень надеюсь, что через год саммит будет более деловым», - таковы впечатления известного журналиста Валерия Бакшина. «Большая встреча состоялась, проблемы остались», - это мнение журналистки из приморского города Дальнереченска Александры Набоковой. Набокова не только пишет о нарушениях законности, она посылает статьи о своих расследованиях и губернатору, и чиновникам приморской администрации, и в Москву. Ответы бывают не всегда, меры принимаются ещё реже. Она смогла взять слово в Большом зале, считая, что те, кто отписывается в ответ на критические выступления, становятся «пособниками нарушений и преступлений»: «Я напомнила всем присутствующим на медиа-саммите высокопоставленным чиновникам, что буквально все критические материалы направляю в соответствующие органы для принятия действенных мер. Нужна консолидация журналистов для того, чтобы требовать от властей всех уровней грамотных, четких ответов на критику. Иначе, какой смысл просто истолковывать? Я с читателями постоянно встречаюсь, люди справедливо говорят, и спрашивают: «вот вы пишите, разоблачаете, а что власть делает по вашим статьям?». То, что коллеги приняли моё выступление аплодисментами, уже обнадеживает, что отписок будет меньше, хотя бы… Тогда более продуктивно «и без воды в ступе» можно вести беседу об информировании и интерпретации». Насыщенность программы не дала большинству участников возможности услышать многих специалистов, и не только журналистов, блогеров, но и экономистов, экологов, психологов. Большой Медиа-саммит завершён. Подведены итоги. Отмечены лучшие работы журналистского конкурса. Вручены призы. На следующий год на Русском острове намечена новая встреча журналистов Дальнего Востока.

ИЮНЬ, 3
Все СМИ
Пространство для дискуссии в России стремительно сужается. К такому выводу пришли авторы доклада Amnesty Intenrational о том, как власти нарушают право граждан на свободу собраний. Мария Середа из Amnesty International рассказала о необычной акции, прошедшей в центре российской столицы. Сторонники Amnesty International в России решили напомнить, что свобода не должна ограничиваться кухней, и с этой целью вынесли кухню на улицу. В центре Москвы, у станции метро «Кропоткинская», прошел «кухонный» пикет Amnesty International в защиту свободы выражения мнений. На кухонном столе, рядом с чайником, чашками, сахарницей и комнатным цветком – «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына как напоминание о нашем недалеком прошлом, которое может превратиться в наше ближайшее будущее. Попить чаю вместе с активистами останавливались прохожие, многие из которых открыто поддержали идею акции. Несмотря на то, что акция была согласована с властями, представительница префектуры ЦАО фактически действовала как цензор: требовала, чтобы один из фотографов, снимающих перфоманс, предъявил своё журналистское удостоверение.

ИЮНЬ, 3
Телеканал «Дождь»
Работа проекта «Диссернет», разоблачающего чиновников, политиков и судей, в диссертациях которых обнаруживается плагиат, привела к тому, что зарабатывать на «помощи» в написании таких работ стало сложнее. И это побудило Владимира Лугина, одного из «консультантов», промышляющих такими услугами, попытаться выяснить отношения с журналистом Сергеем Пархоменко, руководителем «Диссернета2. В результате Лугин узнал, что Пархоменко оценивает его весьма критично. Но когда их обоих процитировал на своем сайте телеканал «Дождь», иск на 2,7 млн руб. последовал именно не к Пархоменко, а к средству массовой информации. Лугин связывал статью со смертью свой матери, винил журналистов в неудаче на выборах и говорил о проблемах в своем бизнесе. На вопрос судьи, высказывания порочат честь и достоинство истца, тот зачитал следующие фрагменты статьи, представляющие собой цитаты Пархоменко: «Фантастические все-таки бывают на свете наглые и бессовестные уроды… Сомнений, что речь идет о подготовке фальшивых диссертаций, нет… [Владелец] одной из самых вонючих контор, которая торгует фальшивыми научными работами». Еще один фрагмент, который не понравился Лугину, звучал так: «Пархоменко обращает особое внимание, что на сайте Лугина гарантирована абсолютная конфиденциальность, а сам он заступается за чиновников». Однако потом, немного подумав, истец заявил, что про «конфиденциальность» опровергать не надо. «Конфиденциальность мы действительно предоставляем, а вот за чиновников я не заступаюсь!» – сказал он. Однако суд убедить ему не удалось. Судья, ненадолго удалившись в совещательную комнату, Лугину в удовлетворении иска отказала.

ИЮНЬ, 3
РИА Новости
Forbes
ТВЦ
«Группа Эксперт»
«СВР – Медиапроекты»
Замоскворецкий суд Москвы взыскал с ряда СМИ 400 тысяч рублей по иску режиссера Никиты Михалкова о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда за публикации на тему нелегальной торговли бриллиантами фирмой, совладельцем которой он является. Судья удовлетворил иск частично, обязав ответчиков опровергнуть фразы, в которых компания, одним из совладельцев которых является режиссер, названа «фирмой Михалкова». В качестве компенсации морального ущерба со всех ответчиков взыскано по 50 тысяч рублей, а с некоторых из них суд также взыскал 50 тысяч рублей за неправомерное использование изображения Михалкова в качестве иллюстрации к новости, передаёт РАПСИ. Изначально заявитель просил суд обязать ответчиков опровергнуть порочащую честь и достоинство информацию и взыскать с ЗАО «Группа Эксперт» и ФГУ РИА Новости по 1,45 миллиона рублей, с ЗАО «СВР – Медиапроекты» и компании «Forbes Media LLC» по 700 тысяч рублей и с ОАО «ТВ центр» - 950 тысяч рублей. Напомним, поводом для иска стали опубликованные ответчиками сообщения об алмазообрабатывающем предприятии ООО «ЧелПром-Даймонд», совладельцем которого является Михалков. В публикациях сообщалось о претензиях, которые возникли к этой фирмы у правоохранительных органов. Представитель режиссера просила суд обязать СМИ опровергнуть негативную информацию и опубликовать заявление пресс-службы Михалкова о том, что он является владельцем только 10% уставного капитала предприятия, с менеджментом не знаком, на предприятие не приглашался и дивидендов не получал. По словам адвоката, из текста новостей можно сделать вывод, что фирма принадлежит только Михалкову и его зятю, но они являются только совладельцами наряду с другими лицами. Информация о выдвинутых против компании обвинениях, отметила представитель истца, позволяет читателю сделать вывод о причастности Михалкова к нечестной сделке.

ИЮНЬ, 3
Телеканал «Ваше общественное телевидение!»
Санкт-Петербургский телеканал «Ваше общественное телевидение!» («ВОТ!») приостанавливает свое вещание из-за финансовых проблем. Об этом на своей странице в «ВКонтакте» сообщил учредитель и создатель канала Алексей Лушников. «С 00 часов 3 июня из-за непрекращающихся финансовых проблем приостанавливается вещания телеканала «Ваше общественное телевидение!». Возобновление вещание планируется по результатам погашения всех накопившихся задолженностей», - написал Лушников. Как передает «ЖурДом», информация о том, что телеканал «ВОТ!» находится в тяжелом финансовом положении, появилась еще в конце апреля текущего года. Алексей Лушников упомянул об этом на встрече на международном мотосалоне в Лахте, на которой присутствовал губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. В мае руководство «ВОТ!» решило провести вынужденную оптимизацию, в результате чего из эфира исчезли тридцать из ста авторских проектов, в том числе известных журналистов. Телеканал «Ваше общественное телевидение!» был создан в 2007 году как общественно-политический социальный канал. «ВОТ!» транслировался, в основном, через кабельных операторов. 5 июня телеканал «Ваше общественное телевидение!» возобновил вещание с 15 часов. «Частично финансовые проблемы сдвинулись в сторону решения и начался процесс оздоровления», - сообщил Алексей Лушников. Однако он отметил, что полностью проблема финансирования не решена: канал готов к сотрудничеству с организациями и частными лицами по работе со спонсорами и партнерами.

ИЮНЬ, 4
Евгений Белянчиков
Главный редактор республиканской газеты «ТВР-Панорама» Евгений Белянчиков наказан прокуратурой Карелии не за то, что нарушил закон, а в силу того, что такое нарушение могло произойти. Прокурорское предостережение редактору появилась в связи с публикацией на сайте газеты переписки родственников, живущих по разные стороны российско-украинской границы. О переписке случайно узнал главный редактор газеты «ТВР-Панорама» Е. Белянчиков и, познакомившись с ее содержанием, попросил у авторов разрешения ее опубликовать, убрав из текста резкие выражения. Поскольку авторы переписки не возражали, она и была размещена на сайте. Очень скоро её заметили в прокуратуре Карелии, сначала по телефону сообщив Е. Белянчикову, что надзорный орган разглядел в его деяниях правонарушение, а потом в редакцию поступило письменное предостережение (к тому моменту публикация была удалена). Не исключено, что на этом история и завершилась бы, если б главный редактор не решил оспорить в суде прокурорское предостережение, уязвимость которого была в том, что события правонарушения не случилось, а наказали редактора за саму ее возможность (см. монитор за апрель 2014 года). В Петрозаводском городском суде Е. Белянчиков доказал, что нельзя было выносить ему предостережение за предполагаемое прокуратурой нарушение. Судья согласилась, что факт предостережения редактора следует признать незаконным и подлежащим отмене. После вынесения вердикта надзорный образ взял паузу, и показалось, что история завершится благополучно. Однако прокуратура решила оспорить вынесенное постановление суда первой инстанции, обратившись в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карелии, где апелляционная жалоба сейчас и находится. Представитель надзорного органа продолжает настаивать на том, что статья «Письма с Украины: Саша, умоляю, откройте глаза!» могла спровоцировать экстремистские комментарии читателей, и на этом основании прокурор обязан был вынести редактору предостережение. Это его право и обязанность, сообщает в апелляционной жалобе прокуратура, цитируя федеральное законодательство. Прокурор доказывает, что публикация могла стать «катализатором экстремистских проявлений» и, ссылаясь на международную Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, настаивает на профессиональной ответственности журналиста при распространении информации, потенциально угрожающей национальной безопасности, общественному порядку. Ещё одним аргументом в пользу своей правоты прокурор называет тот факт, что журналист, согласно той же Конвенции, должен основываться в своей работе на точных фактических данных. А редакция газеты «ТВР-Панорама», пишется в апелляционной жалобе, предлагает читателям в качестве фактических событий оценочные суждения частных лиц, достоверность которых вызывает сомнения. Иначе говоря, редактор распространил «оценочное суждение обывателя, основанное на слухах». Почти каждая фраза из прокурорской жалобы вызывает недоумение. Комментариев к публикации на сайте не было, тогда что прокуратура оценивает в качестве спровоцированного редакцией экстремизма читательских суждений? Почему оценочное суждение человека, сформированное на основе его собственного жизненного опыта, надзорным органом квалифицируется в качестве слуха, то есть недостоверной информации? Теперь судьи Верховного суда Карелии должны будут дать оценку и предмету спора между прокуратурой и редакцией, и решению Петрозаводского городского суда. Сделать это сложно в силу расплывчатости норм законодательства о противодействии экстремизму.

ИЮНЬ, 4
Телеканал «Дождь»
Еще один житель Петербурга Юрий Антонов подал иск к телеканалу «Дождь». В связи с этим Замоскворецкий суд Москвы отложил гражданское дело о защите чести и достоинства главы петербургского отделения Союза пенсионеров России Бориса Ивченко. Судья Людмила Логова по собственной инициативе поставила перед участниками заседания вопрос об объединении гражданского иска пенсионера из Санкт-Петербурга Бориса Ивченко с гражданским иском жителя того же города Юрия Антонова. Согласно постановлению суда, объединение гражданских дел «будет способствовать правильному рассмотрению дела», так как заявленные истцами требования совпадают. Новый заявитель Антонов просит признать проведенный телеканалом опрос порочащим его честь и достоинство как жителя блокадного Ленинграда. В качестве возмещения морального ущерба он просит взыскать с «Дождя» 1 млн рублей. Сумма иска Ивченко к «Дождю» составляет 50 млн рублей (см. монитор за февраль 2014 года). Таким образом, общая сумма искового заявления к телеканалу возросла до 51 млн рублей. Поводом для обращений петербуржцев в суд стал опрос телеканала. 26 января телеканал «Дождь» опубликовал на своем сайте опрос «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?», чем вызвал широкий общественный резонанс. Несмотря на то, что телеканал извинился и удалил опрос с сайта, Ассоциация кабельного телевещания России (АКТР) и чиновники настаивают на карательных мерах. Обращение в прокуратуру направили депутаты петербургского ЗакСа и депутаты Государственной думы. После несколько операторов остановили вещание «Дождя», в результате на канале начался финансовый кризис.

ИЮНЬ, 4
Телеканал «Дождь»
Телеканал «Дождь» не смог найти новое помещение для переезда. «Выход пока не нашли. Отсрочку пока нам тоже не дали. Мы, вообще-то, ждем, что арендодателю просто разрешат продлить с нами договор. К всеобщей радости и выгоде», - заявил инвестор канала Александр Винокуров. Он подчеркнул, что переезжать «Дождю» некуда, а с помещением, которое рассматривалось руководством канала как возможный вариант, тоже возникли сложности. Название этого места Винокуров обнародовать пока отказался. «Подготовить студийное помещение можно за 8-12 месяцев. Поэтому мы планировали жить на «Октябре» минимум до 2016 года. И договаривались об этом с арендодателем», - пояснил он. На вопрос о том, что будет, если 20 июня, когда истечет срок аренды помещений на «Красном октябре», договор с арендодателем не будет продлен, Винокуров сказал, что «наверное, канал закроют».

ИЮНЬ, 4
Шевкет Кайбуллаев
В Симферополе (Республика Крым) главному редактору крымскотатарской газеты «Авдет» Шевкету Кайбуллаеву объявили предостережение о недопустимости нарушения закона о противодействии экстремизму. Поводом для санкций стало употребление выражений «аннексия», «оккупация» и «временная оккупация Крыма». Как сообщает центр «Сова», Ш. Кайбуллаев был вызван на беседу в прокуратуру Симферополя в рамках проверки по факту нарушения требований закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» со стороны руководства печатного издания. В прокуратуре главному редактору было объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона. По мнению специалистов центра «Сова», подобное предостережение вынесено неправомерно и ведет к ограничению свободы слова.

ИЮНЬ, 5
«Информационное агентство Александра Грасса»
Роскомнадзор предъявил претензии к «Информационному агентству Александра Грасса» (Омск). Они стали результатом систематического наблюдения за деятельностью агентства. «По итогам мероприятия выявлено нарушение требований Законодательства о СМИ, а именно: ч.6 ст.4 Закона «О СМИ» – «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации», выразившееся в незаконном распространении в сообщении информационного агентства информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий», – говорится на сайте ведомства. Роскомнадзор вынес редакции агентства письменное предупреждение. В своём интернет-издании и в социальных сетях Александр Грасс выступил в защиту омича, обвиняемого следователями в развращении четверых малолетних племянников. Грасс утверждает, что подозреваемый стал жертвой наговора, а дети, изъятые из семьи, попали к опекунам, которые с ними плохо обращаются. При этом Грасс открыто называет настоящие имена действующих лиц этой истории.

ИЮНЬ, 5
Газета «Большой Ростов»
Самая популярная тема в ростовских СМИ - проблемы ЖКХ. Ростов должен ресурсоснабжающим организациям больше 1 млрд. рублей: недобросовестные управляющие компании собирают с граждан плату за отопление и воду, но поставщикам не отправляют, оставляют себе. С этим беспределом по мере сил (и желания) борются местные власти и правоохранительные органы при поддержке СМИ. Еще год назад чтобы получить информацию об уголовных делах, возбужденных борцами с экономической преступностью, достаточно было позвонить в пресс-службу ГУВД и согласовать дату интервью с руководителями ОБЭПа. На это уходило два дня. Теперь же полиция дает только письменный ответ на поставленные вопросы, и на написание и согласование этой бумаги может уйти больше двух недель. Так, редакция газеты «Большой Ростов» отправила, как велела пресс-служба, письменный запрос 23 мая, но ответа нет до сих пор. Пресс-служба все время обещает прислать ответ завтра. Между тем газета уже вышла – без ценной информации из полицейского ведомства. Почему там теперь не дают устных интервью журналистам? Чтобы получить ответ на этот вопрос, надо послать ещё один запрос…

ИЮНЬ, 5
Газета «Зейский вестник»
В редакцию газеты «Зейский вестник» в городе Зея (Амурская область) пришли посторонние и попытались прорваться в кабинет редактора. Среди незваных гостей был местный предприниматель Олег Бондарев. Он объявил себя исполняющим обязанности редактора издания. Коллектив газеты вызвал сотрудников полиции. Как пояснила корреспонденту ИА «Амур.инфо» главный редактор «Зейского вестника» Инна Смирнова, ранее совет учредителей газеты освободил Лидию Лебедеву от обязанностей главного редактора. Она была уволена с процессуальной ошибкой и после годового отпуска фактически не приступала к работе. Суд постановил восстановить её на работе, однако на какой срок, не оговаривалось. За день, проведённый на рабочем месте, Лебедева снова ушла в отпуск, и, как оказалось, назначила вместо себя главного редактора – предпринимателя Олега Бондарева. В настоящее время Инна Смирнова находится в отпуске, её обязанности исполняет Марина Тишкова. Сообщение о попытке занять кабинет в редакции сотрудники газеты опубликовали на форуме Амур.инфо. «Несмотря на всевозможные выигранные суды в пользу редакции газеты, бывшая мэр Зеи вновь предпринимает активные попытки захватить власть над редакцией. 4 июня по решению суда на месте работы была восстановлена Лебедева. В тот же день уволена по решению совета учредителей (высшего органа управления организации). Сегодня, 5 июня, появился некто господин Б, объявив себя исполняющим обязанности редактора. Требовал допустить его к исполнению обязанностей редактора-директора, предоставить право первой подписи, единоличный контроль над предприятием, в том числе над финансами», – сообщил пользователь форума. Правоохранители взяли объяснения у сторон конфликта и предложили сотрудникам редакции обращаться в полицию в случае повторного визита посторонних. В 2012 году редакция газеты судилась с администрацией Зеи и Зейского района. Чиновники хотели остаться в составе учредителей организации; в исковых требованиях им было отказано. Тем временем в городе появилась новая газета, она называется «Новый Зейский вестник». «Зейский вестник» подал заявление на незаконное использование товарного знака. Суд вынес решение о назначении штрафа новому «вестнику» в размере 30 000 рублей.

ИЮНЬ, 5
Анна Шароградская
В Санкт-Петербурге в аэропорту «Пулково» при вылете в США была задержана директор Института региональной прессы Анна Шароградская. Об этом в Межрегиональную правозащитную Ассоциацию «Агора» сообщил юрист Виталий Черкасов, представляющий интересы ИРП. «В настоящее время идет досмотр личных вещей Анны Аркадьевны, ждут сотрудников ФСБ, чтобы более тщательно досмотреть носители электронной информации, - сообщил юрист Черкасов. - На данный момент в аэропорт выехал адвокат, чтобы оказать юридическую помощь директору НКО». К задержанной 73-летней Анне Шароградской более 4 часов не допускали адвоката. Таможенники ссылались на имеющуюся у них некую оперативную информацию ФСБ в отношении Шароградской. Был составлен протокол изъятия. Недопуск адвоката объясняют тем, что Анна Аркадьевна не удерживается и якобы может в любой момент покинуть пункт досмотра, оставив при этом изъятые предметы. Шароградская утверждает, что на ее личном компьютере и мобильном телефоне содержатся сведения о ее частной жизни и личная переписка.

ИЮНЬ, 6
Фонд свободы информации
В ФЗГ поступила информация, что Фонд свободы информации (Санкт-Петербург) обжалует в суде требование прокуратуры зарегистрироваться в качестве «НКО-иностранного агента». В январе 2014 года прокуратура обязала Фонд свободы информации зарегистрироваться в реестре «НКО-иностранных агентов». Согласно закону, вступившему в силу 21 ноября 2012 года, под это определение попадают некоммерческие организации, которые получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. Среди признаков политической деятельности Фонда прокурор назвал «формирование общественного мнения по вопросам необходимости расширения доступа к информации о деятельности органов государственной власти в целях воздействия на принятие государственными органами соответствующих решений». В числе причин назвать себя иностранным агентом – такие события, как проведение «Премии Права Знать» в номинациях «Дезорганизация года» и «Провал года», участие в саммите партнёрства «Открытых правительств», публикация в блоге председателя совета Фонда рассказа о встрече с Президентом США, проведение мониторинга сайтов правоохранительных органов, органов прокуратуры и судебной власти и опубликование результатов на сайте Фонда. Поскольку Фонд свободы информации не находит в этом ни правовых, ни логических оснований для квалификации нашей работы как «политической деятельности», а значит, и для регистрации в качестве «иностранного агента», он будет отстаивать свою точку зрения в судебном порядке. Заседание состоится 17 июня в 14.00 в Московском районном суде Санкт-Петербурга. Подробную информацию о второй прокурорской проверке Фонда, полный текст прокурорского представления и жалобы о признании его незаконным, которую составили юристы Фонда, вы найдёте на нашем официальном сайте https://svobodainfo.org/ru/node/2976 . Фонд Свободы Информации – некоммерческая организация, которая с 2004 года занимается вопросами государственной открытости. В центре внимания Фонда находятся правовое обеспечение доступа граждан к государственной информации, а также развитие официальных сайтов органов власти. Эксперты Фонда принимали участие в формировании федерального законодательства о доступе к информации, и сегодня приоритетной задачей организации является укрепление практики его реализации.

ИЮНЬ, 6
Телеканал ТВ-2
В Томске телеканал ТВ-2 возобновил вещание. Директор ОРТПЦ (Областного радиотелевизионного передающего центра) Владимир Юршин сообщил его руководству, что «неисправный прибор», из-за которого был весь-сыр бор – фидер на телевышке, починен, и теперь ничего не препятствует выходу с антенны в эфир. Это случилось 6-го июня, в день рождения Пушкина, что символично. Как уже сообщалось (см. монитор за апрель, май 2014 года), из-за внезапно вышедшего из строя фидера трансляция ТВ-2 прекратилась с 19-го апреля с.г. После многократных обращений телекомпании ОРТПЦ назвал ориентировочный срок устранения поломки – 15 июня. А 15 мая, в свой день рождения, ТВ-2 получила из Москвы «поздравление» - предписание Роскомнадзора возобновить вещание в течение 5 дней, в противном случае ведомство оставляло за собой право отозвать лицензию телеканала. Таким образом, две государственные структуры вольно или невольно создали условия для ликвидации ТВ-2. Техническая проблема могла бы остаться неразрешенной, если бы телекомпанию не поддержали более тысячи томичей. И что самое удивительное, вышла на пикеты и митинги в основном молодежь – как многие думают, далекая от политики. Под обращением к губернатору Сергею Жвачкину в поддержку ТВ-2 подписались около полутора тысяч горожан. Отдельную петицию отправили ему студенты и преподаватели факультета журналистики ТГУ. В защиту телекомпании также выступили томское отделение Союза журналистов, авторитетные представители СМИ, в частности, телеакадемик Владимир Познер, Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, обратившаяся в генпрокуратуру с просьбой проверить законность предписания Роскомнадзора, выданного ТВ-2. Все эти факторы, вероятно, ускорили устранение неполадки. Юридическая служба телекомпании намерена обжаловать в суде предписание Роскомнадзора, а также подготовила иск с требованием возмещения материального ущерба, причиненного ей в результате несоблюдения условий договора радиотелевизионным передающим центром.

ИЮНЬ, 6
Роман Шикарев
Хостинский районный суд Сочи (Краснодарский край) полностью отказал УВД города в иске о защите деловой репутации к блогеру Роману Шикареву за ряд его негативных высказываний о полиции в микроблоге Twitter. Судья Владимир Сидоров огласил резолютивную часть решения, а мотивировочная будет готова 10 июня, сообщил в Ассоциацию Агора адвокат Александр Попков, представляющий по инициативе правозащитников интересы Романа Шикарева. УВД Сочи посчитало, что твиты Романа Шикарева, опубликованные им 23-25 февраля 2014 года, не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию ведомства. УВД обратилось с иском в Хостинский районный суд Сочи с просьбой обязать блогера опровергнуть собственные высказывания.

ИЮНЬ, 6
«Новая газета»
Басманный суд Москвы удовлетворил иск Никиты Михалкова о защите чести и достоинства в отношении АНО «Редакционно-издательский дом «Новая газета». «В соответствии с решением суда, редакция «Новой газеты» обязана опубликовать на своем интернет-сайте, а также в печатной версии газеты опровержение по каждому из несоответствующих действительности и порочащих репутацию Михалкова сведений и утверждений, являющихся вымыслом автора статьи и редакции, разместить текст официального ответа Никиты Михалкова, а также выплатить ему компенсацию морального вреда в размере 300 тысяч рублей», - рассказали агентству ИТАР-ТАСС представители режиссера. «Сегодняшнее решение суда стало для меня знаковым, 3 июня по решению Замоскворецкого суда был удовлетворен другой мой иск к ряду СМИ, которые также использовали мое имя, перевернув факты для самопиара. Решение Басманного суда стало еще одним доказательством того, что существует значительная разница между «свободой слова» и «свободой лжи». Свобода – это, прежде всего, ответственность. Надеюсь, что эти два решения суда, заставят средства массовой информации вспомнить об этом», - прокомментировал решение суда Михалков. Напомним, поводом для обращения в суд послужила публикация, размещенная редакцией на интернет-сайте газеты от 1 марта и в печатной версии газеты в выпуске №23 от 3 марта под заголовком «Деньги, ничего политического?», посвященная аресту Глеба Фетисова, бывшего владельца ООО «Мой банк». По мнению Михалкова, данный материал содержал несоответствующие действительности и порочащие его репутацию сведения, а также ряд утверждений, являющихся вымыслом автора статьи Ирека Муртазина и редакции. Суд, исследовав представленные материалы, согласился с позицией истца.

ИЮНЬ, 9
Анна Политковская
Мосгорсуд вынес обвинительный приговор всем подсудимым по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Судья Павел Мелехин вслед за судом присяжных признал организатора покушения Лом-Али Гайтукаева, его племянников Джабраила, Ибрагима и Рустама Махмудовых, а также экс-сотрудника УБОП Сергея Хаджикурбанова виновными. Рустам Махмудов, который, по версии следствия, является непосредственным исполнителем убийства, в соответствии с требованием прокуратуры, приговорен к пожизненному заключению. Организатор покушения Лом-Али Гайтукаев также приговорен к высшей мере наказания. Соучастники преступления Джабраил и Ибрагим Махмудовы получили 14 и 12 лет тюрьмы соответственно, Сергей Хаджикурбанов приговорен к 20 годам строгого режима. Анна Политковская была застрелена в лифте собственного дома 7 октября 2006 года. Убийца выпустил в нее четыре пули, одна из которых попала журналистке в голову. По версии следователей, организатором преступления является Лом-Али Гайтукаев, в 2006 г. создавший организованную группу, в состав которой вошли Джабраил, Ибрагим и Рустам Махмудовы, а также сотрудник милиции Дмитрий Павлюченков. Он руководил группой на свободе до своего задержания за организацию покушения на убийство украинского бизнесмена Геннадия Корбана, а впоследствии координировал действия из места лишения свободы по телефону. В Москве, где проживала Политковская, организацией преступления занимался Сергей Хаджикурбанов. Махмудовы, получив от Павлюченкова информацию о месте жительства журналистки, 7 октября 2006 г. расположились на пути ее следования. Увидев Политковскую за рулем автомобиля, Ибрагим Махмудов сообщил об этом своему брату Джабраилу, а тот, в свою очередь, - Рустаму, и он стал дожидаться прибытия Политковской в подъезде дома, где она проживала. Когда журналистка вошла в лифт, Рустам Махмудов произвел в нее несколько выстрелов. В мае прошлого года Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении пяти обвиняемых в убийстве журналистки, направив материалы дела в суд. Обвиняемым - Лом-Али Гайтукаеву, его племянникам Рустаму, Ибрагиму и Джабраилу Махмудовым и Сергею Хаджикурбанову - вменялось совершение преступлений по статьям «Убийство» и «Незаконный оборот оружия». В середине декабря 2013 г. года Мосгорсуд признал Павлюченкова, которого считали организатором преступления, виновным в убийстве Политковской и приговорил его к 11 годам тюрьмы. Кроме того, судья постановил взыскать с осужденного, дело которого рассматривалось в особом порядке, в пользу родственников журналистки 3 млн рублей (см. монитор за октябрь 2006 года, май, август 2013 года).

ИЮНЬ, 9
Роман Юшков
Пермский краевой суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы краевого управления судебных приставов по иску к Роману Юшкову о защите чести и достоинства. Таким образом, решение вступило в законную силу. Напомним, иск был подан Управлением Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю в связи с высказываниями Юшкова в его блоге касательно бездействия приставов в отношении строительства ночного клуба «Бегемот». Ранее Дзержинский районный суд Перми отказал Управлению судебных приставов в полном объёме, признав высказывания Юшкова оценочными суждениями и указав, что таковые не подлежат опровержению. В публикации в своём персональном блоге Роман Юшков обращает внимание на то, что вопреки выданному судом в августе прошлого года исполнительному листу, служба судебных приставов несколько месяцев не проявляла активности. Таким образом, она позволила завершить строительство сомнительного заведения «Бегемот» в виде самовольной пристройки к историческому зданию, в котором располагаются Департамент образования Перми и Пермский региональный правозащитный центр. Сотрудник ПРПЦ использовал в адрес судебных приставов ряд резких выражений, в том числе словосочетания «эти паразиты» и «ленивые твари». Краевое управление ФССП пыталось признать эти выражения несоответствующими действительности и обязать Юшкова опровергнуть их там же, у себя в блоге. Помимо этого, Юшкову предъявлялось то, что он ставит под сомнение авторитет руководителя УФССП по Пермскому краю генерала Николая Хачетлова (см. монитор за март 2014 года).

ИЮНЬ, 10
«Грани.ru»
Интернет-издание «Грани.Ру», заблокированное по требованию Генпрокуратуры 13 марта, подало апелляционную жалобу на решение Таганского районного суда Москвы признать блокировку законной. Таганский районный суд Москвы 6 мая отклонил жалобу «Граней.Ру» на действия Роскомнадзора и Генпрокуратуры, в результате которых сайт СМИ был заблокирован. В начале июня «Грани.Ру» подали в Мосгорсуд апелляционную жалобу на решение районного суда. В ходе прошлого судебного заседания представитель Генпрокуратуры заявил о том, что ссылка на конкретный противозаконный контент для блокировки сайта необязательна (см. монитор за март - май 2014 года). Сторона истца с этим утверждением не согласилась. «Да, представители Генпрокуратуры считают, что не обязаны указывать конкретные материалы (в то же время они представляют в суд весьма нелепые наборы скриншотов с заблокированных сайтов, пытаясь проиллюстрировать идею «совокупной противоправности» контента), - рассказала гендиректор «Граней.Ру» Юлия Березовская. – Я уверена, что позиция прокуратуры абсолютно противозаконна. Закон, по которому наш сайт заблокирован, прямо обязывает надзорный орган указать конкретные страницы, то есть предусматривает процедуру разблокирования. Это дело чисто политическое, в котором суды четко выполняют политический заказ».

ИЮНЬ, 10
«Каспаров.ру»
Информационный портал «Каспаров.ру» подал иск к Роскомнадзору по поводу блокировки сайта издания и внесения его в реестр запрещенной информации по требованию Генпрокуратуры. Представитель истца, юрист ассоциации «Агора» Дамир Гайнутдинов, в частности, отметил, что заявление подано в Хамовнический суд Москвы. В нем указывается на «чрезвычайно широкое употребление закона, отсутствие ссылок на конкретные материалы, которые, по мнению прокуратуры, относятся к запрещенной информации, отсутствие точечной блокировки подпадающих под действие закона материалов, халатное, халтурное отношение к исполнению законодательства». Гайнутдинов также уточнил, что Генпрокуратура ссылается на заключение своего сотрудника, в котором указано, что значительная часть материалов на сайте является нарушением закона. «На сайте содержится более 100 тысяч материалов. Закон вступил в силу 1 февраля, Роскомнадзор объявил о своем решении 13 марта. Таким образом, за это время, если предположить, что сотрудник прокуратуры не спал, ни ел…, он должен был отсматривать около 2,5 тысяч материалов в день, что физически невозможно», - рассказал «Интерфаксу» представитель портала в суде. Напомним, 13 марта Роскомнадзор сообщил о внесении в реестр запрещенной информации сайтов «Грани.ру», «Каспаров.ру», интернет-издания «Ежедневный журнал» и страницы оппозиционера Алексея Навального в «Живом журнале». Таганский суд Москвы 6 мая признал законными действия Роскомнадзора по блокировке по требованию Генпрокуратуры другого издания - интернет-газеты «Грани.ру» (см. монитор за март, май 2014 года).

ИЮНЬ, 10
СМИ Ненецкого автономного округа
Глава Ненецкого автономного округа Игорь Кошин в ходе расширенного совещания с руководителями органов исполнительной власти призвал их к большей публичности и открытости. «Не надо бояться СМИ, – сказал Игорь Кошин. – Вы должны рассказывать населению, что вы делаете. У вас что – тайны есть от жителей округа?». Эта реплика прозвучала после краткого сообщения начальника Управления региональной политики и информации НАО Ольги Малыгиной об участившихся случаях отказа руководителей органов исполнительной власти региона комментировать для СМИ те или иные события. Игорь Кошин напомнил, что публичность – неотъемлемая составляющая работы руководителя госоргана. «Говорите, что есть. Освещайте свою деятельность, отвечайте на любые вопросы, включая проблемные. Не надо ничего утаивать», – подчеркнул глава региона.

ИЮНЬ, 10
Все СМИ
В мировом суде Петроградского района Санкт-Петербурга прошло слушание по делу фаната Алексея Нестерова, который во время матча 29-го тура премьер-лиги «Зенит» – «Динамо» выбежал на поле и ударил защитника гостей. Обвиняемого привезли в здание суда в маске, закрывающей лицо. Когда подсудимый, судья и адвокаты заняли свои места, судья, сославшись на существующее законодательство, объявила, что слушание будет закрытым, и попросила прессу покинуть зал заседания. Против фаната по прозвищу Гулливер выдвинуты обвинения по статье 115 УК РФ («Умышленное причинение легкого вреда здоровью, причиненное из хулиганских побуждений»). Ему грозило до двух лет лишения свободы, однако стороны заключили мировое соглашение.

ИЮНЬ, 10
Александр Пирогов
Воронежский облсуд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы бывшего главного редактора областной газеты «Молодой коммунар» Александра Пирогова и его защиты. Журналист ранее был осужден судьей Ленинского райсуда Воронежа Александром Курьяновым за растрату и злоупотребление должностными полномочиями (ст. 160; ст. 285 УК РФ). Гособвинение настаивало на том, что Александр Пирогов вывел более 20 млн руб. из газеты через фиктивные агентские договоры со сторонними фирмами, а также незаконно нанял рабочего, делавшего у него дома электропроводку. Журналист всегда называл обвинение сфабрикованным и утверждал, что за делом стоят высокопоставленные силовики, которым он, в частности, помешал негласно курировать игорный бизнес. Судебная коллегия под председательством Татьяны Литовкиной рассмотрела жалобу Александра Пирогова по существу фактически за одно заседание. Суд отклонил практически все ходатайства защиты и почти не изменил приговор. Вместо четырех лет заключения, которые журналист получил в первой инстанции, он должен будет отбыть в заключении три года и 10 месяцев. Сумма взыскания материального ущерба в пользу государственного информагентства РИА «Воронеж», правопреемника «Молодого коммунара», от первоначальных более чем 20 млн руб. уменьшилась примерно на 20 тыс. руб. Представитель РИА, выступавшего в деле потерпевшей стороной, просил суд не назначать Александру Пирогову реальный срок, а ограничиться условным, но его позицию, очевидно, суд не учел.

ИЮНЬ, 10
Все СМИ
Большинство российских ведомств предпочитают просто не отвечать на запросы журналистов относительно погибших россиян на востоке Украины, где происходят военные действия сторонников единой Украины и тех, кто хотел бы иного устройства этой страны, на стороне которых воюют российские добровольцы. В ситуации с погибшими россиянами есть множество открытых вопросов и катастрофически мало ответов. Неизвестны имена погибших, точное их количество, где сейчас находятся их тела. Запросы журналистов относительно погибших были отправлены в Генеральную прокуратуру, Следственный комитет, Пограничную службу и российский МИД. На консульскую службу внешнеполитического ведомства возложены обязанности по организации доставки тел умерших россиян на Родину. У МИДа журналисты спросили, занимаются ли сотрудники представительства Российской Федерации в Украине доставкой «груза 200» в Россию. Если занимаются, то представители СМИ хотели узнать нынешнее место пребывания тел. Кроме того, интересовались корреспонденты списком погибших граждан. В случае наличия такового в министерстве просили предоставить. В отличие от всех остальных ведомств, МИД отреагировал на журналистский запрос, однако дипломаты утверждали, что никакого отношения к событиям не имеют. В ответ на просьбу корреспондентов предоставить официальный ответ от министерства пришло электронное письмо. В послании указано, что министерство не располагает официальной информацией о гибели в ходе вооруженного противостояния на украинской территории трех десятков российских граждан. К руководству пограничников у журналистов возникли вопросы относительно обстоятельств пересечения украинско-российской границы рефрижераторами с телами погибших россиян. Интересовались представители СМИ списком погибших и у пограничников. Ответа от руководства Погранслужбы редакция не получила. У сотрудников Генеральной прокуратуры корреспонденты интересовались, ведется ли расследование факта гибели 30 российских граждан и была ли инициатива возбудить уголовное дело по данному происшествию. Запрос журналистов оставила без внимания и прокуратура. Следственный комитет ранее возбудил уголовные дела против Дмитрия Яроша и Сашка Билого. Представители средств массовой информации просили предоставить ведомости о том, заведено ли дело по факту гибели трех десятков россиян в Донецке. Кроме того, чиновников просили предоставить все тот же список погибших. Не дождались ответа журналисты и от Следственного комитета.

ИЮНЬ, 10
Галина Кощеева
В Кировской области найдена убитой главный редактор районной газеты «Родной край» 48-летняя Галина Кощеева. Тело с признаками насильственной смерти было обнаружено в лесном массиве возле поселка Суна 14 июня. По данному факту следственными органами возбуждено уголовное дело по статье «убийство». Сообщение о пропаже главреда газеты Тужинского района Кировской области поступило в полицию 10 июня. Кощеева ушла рано утром на работу, после чего пропала. По информации местных СМИ, в редакции главред в этот день так и не появилась. Полицейские разослали ориентировки, а также обратились к кировчанам с просьбой помочь в поисках. Тело было обнаружено неподалеку от дороги в ходе обследования леса в рамках поисковой операции. На месте происшествия были обнаружены следы автомобильных шин. Погибшую опознал муж убитой. Предварительно установлено, что журналистка была задушена. Следствие полагает, что Кощееву убили не из-за профессиональной деятельности. Предварительно установлено, что ее убил знакомый на почве личной неприязни. Однако некоторые издания предполагают, что главреда убил бывший сотрудник газеты, уволенный за пьянство. Его тело с огнестрельными ранениями найдено следующий день после убийства. Ведется расследование и назначено несколько экспертиз для выяснения всех обстоятельств произошедшего.

ИЮНЬ, 11
Роман Юшков
Уголовное дело в отношении доцента ПГНИУ Романа Юшкова, обвиняемого в совершении двух преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства за опубликованную 19 июля 2013 года в газете «Звезда» заметку «Истерия по-пугачевски», направлено в суд – сообщила 10 июня 2014 года прокуратура Пермского края. ФЗГ уже рассказывал, что выступление кандидата географических наук Р. Юшкова о необходимости противостоять кавказскому криминалу вызвало пристальный интерес правоохранительных органов. 29 июля 2013 года местное управление ФСБ возбудило уголовное дело по части 2 статьи 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием СМИ»). 5 февраля 2014 года зампрокурора Пермского края Александр Дерышов обратился в суд с заявлением о признании спорного текста экстремистским материалом (см. монитор заапрель 2014 года). А 13 марта СО по Мотовилихинскому району Перми СКР начал расследование по части 1 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с использованием СМИ»). Оба уголовных дела затем были соединены в одно производство. Р. Юшков отрицает наличие противоправного умысла. Ссылаясь на позицию Европейского суда по правам человека, он напомнил российским силовикам: свобода слова охватывает не только «информацию» или «идеи», которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные или нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство («Хендисайд против Соединенного Королевства» от 1976 года, параграф 41). В гораздо большей степени в защите нуждаются идеи, которые провоцируют общественную дискуссию, а именно такая цель преследовалась газетной публикацией. В общении с ФЗГ доцент Р. Юшков обратил внимание: заключения лингвистической экспертизы Центра специальной техники (ЦСТ) Института криминалистики ФСБ России (Москва) и психолого-лингвистической экспертизы ФБУ «Уральский региональный центр судебной экспертизы» (Екатеринбург), по его мнению, противоречат указаниям Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях экстремистской направленности». Высшая судебная инстанция тогда разъяснила, что не допускается постановка перед экспертом не входящих в правовую компетенцию вопросов, связанных с оценкой деяния, разрешение которых относится к исключительной компетенции суда. При назначении экспертиз «по делу Юшкова» ФСБ задала экспертам вопросы «очевидно правового характера о том, являются ли призывы, содержащиеся в статье, призывами к осуществлению экстремистской деятельности и содержатся ли в статье высказывания, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека или группы лиц?» - полагает обвиняемый. Уголовное дело подлежит рассмотрению в Мотовилихинском районном суде Перми. Дата слушаний должна быть определена в течение 30 суток.

ИЮНЬ, 11
Владимир Волохонский
Петр Ковалев
В Санкт-Петербурге задержаны два журналиста, снимавшие акцию «Немытая Россия», которую проводил активист арт-группы «Синие ведёрки». Активиста, который залез в греческую гробницу Эрмитажа и начал мылить себя мочалкой, а также корреспондента «Грани.ру» Владимира Волохонского и журналиста Рейтер Петра Ковалева, снимавших акцию, увезли в 78-й отдел полиции на улице Чехова. Как сообщил П. Ковалев, журналистам заявили, что они также являются участниками акции. Акция «Немытая Россия» символизировала «необходимость России отмыться от скверны и грязи прошлого». В полиции Волоховского и Ковалева допросили как свидетелей персфоманса. После того, как самого участника акции уже отпустили, журналисты всё ещё находились в отделении. «Мы до сих пор торчим в отделе полиции, потому что нет команды нас отпустить. Нам уже вернули паспорта, опросили», - рассказал Волохонский. Во время беседы с корреспондентом сотрудник полиции спросил адрес, по которому зарегистрирован журналист, а после потребовали убрать мобильный телефон, мотивируя регламентом. В итоге журналистов отпустили.

ИЮНЬ, 11
Газета «Новое зеркало»
В Сергиевом Посаде (Московская область) единственная независимая от мнения власти районная газета «Новое зеркало» вызвала недовольство чиновников своими разоблачениями. Чиновник администрации в сопровождении двух сотрудников охранного агентства, охраняющего здание, подошёл к стойке с газетами и, указав на пачку газет «Новое зеркало», приказал: убрать. Что и было выполнено тут же, что и было сфотографировано там же одним из наблюдателей около 15 часов 11 июня. Около часа спустя «Радио Посад» задало ряд вопросов сотрудникам охраны. Ни на один вопрос мало-мальски вразумительного ответа получено не было. Только: «не видели, не слышали, ничего не знаем». Даже на вопрос, а как вас зовут? - ответ был «не скажем».

ИЮНЬ, 11
Сергей Резник
Журналисту и блогеру Сергею Резнику предъявлено новое обвинение - по статье 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»). Это уже четвертый эпизод в новом уголовном деле, возбужденном в отношении ростовского журналиста и блогера. В тексте, опубликованном в Живом Журнале, С. Резник описал ситуацию, давшую ему основание подозревать в педофилии одного из оперативников, участвовавших в его задержании. Кроме сотрудника полиции, на записи блогера в Живом Журнале обиделись бывший заместитель прокурора Ростовской области Климов (см. монитор за октябрь 2013 года) и бывший заместитель начальника областного управления «Э» ГУВД Ростовской области Ищенко. Как уже сообщал ФЗГ, суд Первомайского района Ростова-на-Дону 26 ноября 2013 года признал Сергей Резника виновным в совершении преступлений по трем статьям уголовного кодекса – за оскорбление представителя власти, заведомо ложное сообщение о совершенном преступлении, коммерческий подкуп) и назначил наказание - полтора года колонии общего режима (см. монитор за декабрь 2013 года). В связи с расследованием нового уголовного дела Резник переведен из колонии в городе Каменске-Шахтинском, где он отбывал наказание, в ростовскую колонию № 5.

ИЮНЬ, 12
Алексей Навальный
Заместитель мэра Москвы по транспортным вопросам Максим Ликсутов подал иск против оппозиционера Алексея Навального о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ранее «Фонд борьбы с коррупцией» опубликовал официальные документы, которые доказывают, что по состоянию на 6 мая 2014 года Ликсутов владел 1275 акциями компании Intellectico Holdings Limited, зарегистрированной на Кипре. Эту информацию подтверждает выписка из регистрационных документов, имеющихся у Министерства торговли Кипра. Более того, активисты сделали официальный нотариальный перевод документа, чтобы правоохранительные органы как можно скорее начали рассмотрение документа. «Уже не впервые на ресурсах Алексея Навального озвучиваются необоснованные обвинения в мой адрес. Я хотел бы прекратить это раз и навсегда, поэтому подал в суд исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации», - написал Лискутов в своем Facebook. Заместитель градоначальника подчеркивает, что все документы о выходе из состава акционеров Intellectico Holdings Limited в том числе и передаточные распоряжения, он подписал 6 декабря 2012 года, тогда же была внесена соответствующая запись в реестр акционеров компании Intellectico Holdings Limited. «В этот момент мои права как акционера были прекращены. Что соответствует Закону о компаниях Республики Кипр и подтверждается имеющимися документами, нотариально заверенными еще в 2012 году. Думаю, Навальному и его команде будет полезно изучить соответствующее законодательство Кипра», - добавил

ИЮНЬ, 14
Анастасия Станко
Пресс-служба Пограничного управления ФСБ России сообщила, что в районе поселка Чертково (Ростовская область) пограничники задержали гражданку Украины за нарушение режима государственной границы. Она пересекла государственную границу в неустановленном месте. Позже было установлено, что задержанная – корреспондент Громадського ТV Анастасия Станко. После оформления материалов дела об административном правонарушении по части 2 статьи 18.1 КоАП РФ она была привлечена к административной ответственности в виде штрафа. После чего «установленным порядком передана украинской стороне на погранпредставительской встрече». Неизвестно, сознательно ли А. Станько нарушила пограничный режим: в районном центре Черткового на севере Ростовской области граница между Россией и Украиной проходит через улицы и дворы. Во всех остальных районах граница пролегла по полям и перелескам и никак не обозначена на местности – где она проходит, знают только местные жители и контрабандисты. А тем временем в одной из ростовских газет появилась статья под заголовком «Нарушая границы»: корреспондент рассказывает читателям, как он «пересек территорию Украины без миграционной карточки». На этот раз обошлось без задержаний: журналист посетил казачьи заставы Войска Донского по ту сторону границы и благополучно вернулся в Россию.

ИЮНЬ, 14
Газета «Первое сентября»
Газета «Первое сентября» прекращает свое существование. В заявлении на сайте газеты говорится, что издание не может продолжать работу «в нынешних условиях, когда требуется признать то, что худшее в человеке взяло верх. В начале 90-х создатели газеты «Первое сентября» верили, что разумным мирным словом можно изменить школу и учителя, но постепенно сокращались гражданские свободы, школу все больше и больше загоняли в нечеловеческие условия. Продолжать выходить, как будто ничего не случилось, мы не можем. Сегодня на календаре совсем другое первое сентября совсем другого года», - говорится в обращении редакции. «Первое сентября» читают уже более 20 лет. Газету основал в 1992 году известный публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик. С самого начала он ввел жесткое правило – в издании для учителей нельзя писать о них плохо. Газета должна укреплять желание работать и творить. Отсюда и девиз - «Вы блестящий педагог, у вас прекрасные ученики!». Как вспоминают в редакции, коллегам-журналистам проект Соловейчика поначалу показался странным. Как это – из четырех страниц в газете для учителей – только одна про школу? Новостей нет, зато есть полоса с текстами «из глубины души». А вместо методичек и пособий как муштровать учеников – разговор на многие темы из жизни, искусства, философии и истории. По выражению главного редактора «Первого сентября» Елены Бирюковой, Симон Соловейчик создавал газету как школу внутренней свободы. Издание появилось на свет на волне веры в то, что разумным, добрым словом человека можно изменить. В 1996 году Соловейчика не стало, но газета продолжала жить и развиваться в том же направлении. Но времена изменились. Страна потеряла свободу, и в этом новом времени для газеты Соловейчика нет места – сказала в интервью радиостанции «Эхо Москвы» главный редактор «Первого сентября» Елена Бирюкова. Она добавила, что когда время поворачивается вспять, сражаться бессмысленно. На какое-то время нужно уходить в сторону. Главная причина закрытия газеты «Первое сентября» – смена установок в сфере образования, - считает педагог, уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. Ситуации, когда редакция принимала решение закрыть издание, бывали и раньше. Но всё же случай с газетой «Первое сентября» можно считать уникальным, - полагает президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. Последний, 1629-й номер газеты «Первое сентября» выйдет в свет 30-го июня.

ИЮНЬ, 14
Все СМИ
Последние официальные данные гласят, что на территорию Российской Федерации из Украины выехало 35 тысяч беженцев. Все они временно размещаются в городах Ростовской области. Так, через расположенный неподалеку от границы с Украиной город Гуково за все время приехали примерно две тысячи украинских граждан. На данный момент там размещены два пункта, в которых находятся беженцы. Пока что это временное жилье, так как в дальнейшем их планируют переселить в пансионаты и летние оздоровительные лагеря. Сколько времени им придется пробыть в городе, остается неизвестным. Отмечается, что в первом пункте общаться с беженцами журналистам просто не позволяют. Сопровождающий беженцев рассказал, что это семьи ополченцев, и в целях безопасности запрещено назвать их имена и пропускать к ним журналистов. Журналисты не могут пообщаться с беженцами также и из-за введенного режима ЧС. Для того чтобы была возможность работать на территории, где был введен режим ЧС, необходимо иметь аккредитацию. Однако непонятно одно – где и как ее получить.

ИЮНЬ, 16
Журнал «Деловая Вятка»
«Вятская особая газета»
Газета «Репортёръ»
Kirovnet.ru
iKirov.ru
Gorodkirov.ru
Newsler.ru
В Киров прилетает глава кабинета министров, экс-президент России Дмитрий Медведев. Все без исключения кировские СМИ захотели принять участие в освещении этого события. Однако многие издания столкнулись с тем, что им попросту отказали в аккредитации на освещение приезда премьер-министра. О недопущении до премьер-министра сообщили такие издания как журнал «Деловая Вятка», «Вятская особая газета» и газета «Репортёръ». Кроме того, выяснилось, что осветить визит Дмитрия Медведева не сможет ни одно крупное интернет-издание Кировской области. Неаккредитованными оказались Kirovnet.ru, iKirov.ru, gorodkirov.ru. Так как газета «Репортёръ» не попала в список приближенных, на ее ресурсе newsler.ru также бует минимум информации о визите. В пресс-центре правительства Кировской области на запрос о возможности аккредитации журналиста интернет-портала Kirovnet.ru ответили, что проходила точечная аккредитация, впоследствии, списки, составленные в ходе нее, были направлены на утверждение в Москву и благополучно были утверждены в первопрестольной. Многие СМИ при этом находятся в неведении, поскольку заявку они подали, а конкретного ответа от пресс-центра пока так и не получили, хоть до начала визита и осталось меньше суток.

ИЮНЬ, 17
Ольга Мясникова
Антон Арсеньев
В Санкт-Петербурге отделение партии «Единая Россия» провела голосование, в ходе которого определился выдвиженец в губернаторы от «ЕР». Им, разумеется, стал Георгий Полтавченко Корреспонденты «Фонтанки.Ру» Ольга Мясникова и «Коммерсанта» Антон Арсеньев решили опросить членов «Единой России» с целью выяснить, кто из депутатов оказался с меньшинстве в своем выборе. Руководителя фракции «Единая Россия» Сергея Анденко этот вопрос привел в негодование: «Вы смеетесь, что ли? Я никогда никого не продавал. И подходите с такими рожами к уважаемому человеку, задаете такие провокационные вопросы. Я не предатель. Как вы думаете, если я выдвинул Георгия Сергеевича, мог бы я проголосовать за другого кандидата. Я пять войн прошел, я не предатель», – передает слова депутата «Фонтанка.Ру».

ИЮНЬ, 18
Издательство «За рулем»
Журналистов издательства «За рулем», одноименные журнал и интернет-портал привлекли к суду за клевету. Серия статей, размещенных на интернет-портале издательства «За рулем», поставили под сомнение профессионализм и непредвзятость сотрудников известного автомобильного ресурса. Корреспонденты в своих материалах обвиняли «Уральский завод противогололедных материалов» и антигололедный реагент «Бионорд» практически во всех коммунальных и дорожных авариях в различных регионах, в том числе в Екатеринбурге и Челябинске, утверждали, что данный продукт опасен для людей и животных, «содержит тяжелые металлы», «сделан из отходов химических производств», «оставляет химические ожоги», «разъедает обувь быстрее, чем соль». Кроме этого, авторы заявляли, что от «Бионорда» отказались в Улан-Удэ, Магадане, Магнитогорске и Челябинске. Арбитражный суд Москвы признал статьи не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию УЗПМ и обязал опубликовать опровержение всей информации про «Бионорд».

ИЮНЬ, 20
Сергей Бурындин
Биробиджанский районный суд рассмотрел гражданское дело по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации редактора «Газеты на Дом» Сергея Бурындина к мэру Биробиджана Андрею Пархоменко. Суд удовлетворил требования журналиста. Сведения, высказанные мэром в адрес редактора, признаны несоответствующими действительности. Дело было 8 мая этого года на совместном заседании комиссии городской думы Биробиджана. Мэр Андрей Пархоменко, раздосадованный публикацией в газете о продаже муниципалитетом кинотеатра «Родина», накричал на главного редактора: «Уважаемый, я прочитал статью в вашей газете. Я прилюдно вам заявляю, что вы обманщик, лгун и мошенник! Запишите это в протокол!». «Подайте на меня в суд!» - ответил Сергей Бурындин. И услышал в ответ: «Да, я обязательно обращусь в суд. Или пойду в суд, если вы обратитесь. То, что вы написали там, в газете своей, вы изоврали там все! Понятно? И ввели в заблуждение! Самое обидное и досадное то, что со страниц средств массовой информации вы это делаете. Запомните мои слова!». И вот Сергей Бурындин не только запомнил, но и изложил это в судебном иске. Теперь, после вступления решения суда в законную силу, мэр Андрей Пархоменко обязан опровергнуть свои обвинения на ближайшем заседании комиссий городской думы. С него будет взыскано в пользу Бурындина компенсация морального вреда - 100 тысяч рублей и расходы по госпошлине - 200 рублей.

ИЮНЬ, 20
Газета «Наша Версия»
Издание «Наша версия» подверглось атаке мошенников. Неизвестные от имени редакции сайта разослали в редакции СМИ и читателям призыв о помощи и просьбу сделать пожертвования, так как газета находится в бедственном положении. Однако к «Нашей версии» письмо никакого отношения не имеет. «Наш журналистский коллектив постоянно находился под давлением недовольных нашими расследованиями бизнесменов, продажных чиновников, силовиков и недобросовестных конкурентов. Нас запугивали, нам угрожали, наших журналистов избивали. Несмотря на это, мы выстояли», - сообщается в тексте письма, которое пришло в ряд московских и федеральных СМИ, а также было разослано методом веерной рассылки, как утверждает генеральный директор Константин Зятьков. В сообщении, которое распространялось с адреса subscribe@versia.ru, было заявлено в весьма жестких выражениях, что администрация президента поставило перед Минкомсвязи и Роскомнадзором задачу закрыть «Нашу версию»: «Нас запугивали, нам угрожали, наших журналистов избивали. Несмотря на это, мы выстояли. Но выстоять перед бандитами это куда более легкая задача, нежели противостоять административной машине». Авторы указывали, что причиной давления стала поддержка оппозиционного движения. Составители письма призывали всех неравнодушных подписываться на аккаунты газеты в социальных сетях и просили оказать финансовую поддержку изданию, пообещав в скором времени выложить номера яндекс-кошельков. Генеральный директор «Нашей версии» Константин Зятьков сообщил Лениздат.Ру, что письмо, разосланное от имени ресурса, не имеет к нему никакого отношения: «Да, это редакционный e-mail, однако он никогда нами не использовался. Вероятно, у мошенников была цель максимально втереться в доверие. Есть опасения, что следующее письмо с реквизитами они разошлют подобным образом, тогда когда люди уже проверили соответствие всех ссылок. В этом и опасность - мы вновь и вновь готовы повторять своим читателям, что мы независимое, самостоятельное издание, которое не собирает деньги подобным образом!».

ИЮНЬ, 21
Радиостанция «Эха Москвы»
Об угрозах журналистам радиостанции «Эха Москвы» - вплоть до убийства - на своей странице в Facebook написал заместитель главного редактора «Московского комсомольца» Айдер Муждабаев. В подтверждение своих слов он опубликовал скриншот одной из новостей НТВ, в которой говорится о видеообращении террористов, в котором те грозятся убивать журналистов радио «Эхо Москвы». «Они уверены, что за эти угрозы им ничего не будет. И за осуществленные расправы ничего не будет. Потому что потенциальные жертвы - пропагандой расчеловечены. Это враги, предатели, а таких можно и нужно бить, убивать. Их избиение, убийство - обязанность и честь для патриота, а вовсе не преступление», - написал журналист.

ИЮНЬ, 21
Виктория Макаренко
Гезине Дорнблют
Собственный корреспондент «Новой газеты» в Ростове-на-Дону Виктория Макаренко и журналистка Немецкого радио Гезине Дорнблют задержаны за нарушение правил пребывания в пограничной зоне. Офицер отделения пограничного контроля ФСБ задержал журналистов на выходе из кафе рядом с пограничным постом «Успенка» из-за того, что у них не были оформлены документы для пребывания в пятикилометровой зоне от пограничной территории. Как позднее рассказали полицейские, кафе находится в 200 метрах от границы с Украиной. Знают об этом однако лишь местные жители – нигде поблизости даже нет указателей. О том, что район является пограничной зоной, сообщается только на дорожных знаках на подъезде к границе. В отношении корреспондентов оформили протокол об административном правонарушении и вынесли официальное предупреждение, после чего отпустили.

ИЮНЬ, 21
ГТРК-Омск
Омский областной суд, как и ранее Советский районный, отклонил иск Андрея Путина к телекомпании ГТРК-Омск. Истец требовал опровергнуть прозвучавшее в ее эфире высказывание, оскорбляющее, по его мнению, не только его собственное достоинство, но и того, кого он считает своим отцом – главу российского государства. Ранее Путин – младший, которому 30 лет (как и старший – юрист по образованию) поведал ряду омских изданий о тайной встрече с президентом РФ, состоявшейся в Москве в 2002 году, где тот, по рассказу заявителя, честно признался, что в молодости у него был кратковременный роман с матерью обделенного его вниманием омича. Под впечатлением от этого признания Андрей Александрович Волохин, вернувшись в Омск, отправился в ЗАГС и добился, очевидно, не без труда смены своих паспортных данных, став Путиным Андреем Владимировичем. В начале 2014 года, после того, как Путин Владимир развелся со своей супругой Людмилой, его «незаконнорожденный сын» стал добиваться исторической правды – подал в районный суд заявление на проведение экспертизы ДНК, при этом потребовав вызвать в судебное заседание самого предполагаемого своего отца. Как пояснил юрист журналистам – не из корыстных побуждений, а ради установления истины: есть доля вероятности, что встречался с Андреем не сам ВВП, а один из его двойников. Районная и областная Фемиды А. Путину в его притязаниях категорически отказали, и он заявил тогда, что дойдет до Страсбургского суда. Ведущий ГТРК – Омск Владимир Мутовкин предположил, что такая настойчивость добром для Андрея Владимировича не кончится, поскольку «этим делом могут заинтересоваться адвокаты главы государства», а «многие эксперты склонны считать, что в нем следует разбираться не юристам, а психиатрам». Оскорбившись за себя и своего неустановленного отца (ведь психические болезни передаются и по наследству), Андрей Путин подал в суд очередное заявление, потребовав от телекомпании опровержения и компенсации причиненного им с президентом морального вреда. Но, как сказала ФЗГ пресс-секретарь облсуда Анастасия Лукьянова, требуемую сумму не указал, оставив ее, очевидно, на усмотрение судей. Однако райсуд решил, что ответчики сказали все верно, и опровергать в их сообщении нечего, и областной это решение утвердил. Будет ли Андрей Путин его обжаловать - неизвестно.

ИЮНЬ, 22
Татьяна Козырева
Карен Арзуманян
В Севастополе (Крым) сотрудники полиции задержали журналиста «Громадського ТV» Татьяну Козыреву и телеоператора Карена Арзуманяна, которые вели прямую трансляцию с митинга на Нахимовской площади. Журналистов спрашивали, на каком основании они ведут съемку и требовали выключить технику.Их доставили в Ленинский районный отдел милиции Cевастополя. После того, как журналисты дали показания «комиссии по экстремизму», их отпустили. Записали паспортные данные и номера телефонов. «Если коротко, то мы снимали митинг в поддержку ДНР в Севастополе. И оператор имел неосторожность признаться, что мы из Киева. Здесь же нас налетели митингующие, выбивали телефоны с рук, сдирали очки и фотографировали наши лица. Подошли сотрудники милиции и забрали нас в участок. Проверили документы. Допрашивал работник отделения по борьбе с экстремизмом с прекрасным фамилией Новосельцев. Записал номера IMEI наших телефонов. Будут прослушивать? Отслеживать перемещения? Всем спасибо за оперативную помощь!» - пишет Татьяна Козырева на своей странице в соцсети.

ИЮНЬ, 23
Игорь Гиндис
Ведущий телекомпании «Рифей-Пермь» Игорь Гиндис обязан выплатить ОАО «Пермская сетевая компания» 73 036 руб. 82 коп. – решил Ленинский районный суд Перми. Это долг за жилищно-коммунальные услуги, накопленный с февраля 2009 года по апрель 2011-го, госпошлина и пени. Хотя истек 3-летний срок исковой давности, сам ответчик, не явившийся ни на одно из трех заседаний по данному гражданскому делу, не заявил ходатайство о применении такой нормы и лишил суд возможности уменьшить сумму взыскания. Игорь Гиндис известен в Перми не только как ведущий вечерней рубрики «Дежурный по городу». В 2011 году партия «Единая Россия» выдвинула его кандидатом в депутаты краевого Законодательного собрания. А на президентских выборах 2012 года он был доверенным лицом кандидата Владимира Путина. Занятость на работе и в общественных начинаниях, видимо, помешала журналисту вовремя оплачивать счета за благоустроенную квартиру в историческом центре города. Ведь задекларированный кандидатом в депутаты И. Гиндисом доход в телекомпании «Рифей-Пермь» за 2010 год составил 277 582 руб. 86 коп. и средств бы хватило. ООО «Управляющая компания «Пермская модель комфорта» еще 10 апреля 2009 года добилась в судебном участке № 19 Ленинского района Перми вынесения судебного приказа о взыскании с должника 56 129 руб. 01 коп. за период с июля 2006 года по январь 2009-го – с учетом госпошлины и пени. Теперь ОАО «Пермская сетевая компания», которая в 2011 году получила уступку права требования от управляющей компании, взыскала еще больше.

ИЮНЬ, 23
Газета «Курагинский курьер»
В Красноярском крае прокуратура добилась привлечения к ответственности журналиста одной из местных газет, описавшего в своем материале интимные отношения героев, сообщает пресс-служба прокуратуры региона. Ранее районная прокуратура в ходе одной из проверок выяснила, что в номере газеты «Курагинский курьер» была размещена информация с ограниченным доступом. В частности, одна из статей, как отмечает прокуратура, «была направлена на повышение читательского интереса к газете путем рекламы… сексуальных отношений мужчины и женщины». В тексте статьи описывались «обстоятельства вступления в интимные отношения и действия, побуждающие к ним», а распространение такой информации в СМИ, как считает прокуратура, «делает ее доступной для несовершеннолетних и создает угрозу причинения вреда здоровью и нравственному развитию детей». Для устранения выявленных нарушений редактору газеты было внесено представление, в результате рассмотрения которого автор материала был привлечен к дисциплинарной ответственности.

ИЮНЬ, 24
Волгоградское отделение Союза журналистов России
В одном из региональных интернет-СМИ появился сюжет о насильственном выдворении за дверь Волгоградского отделения Союза журналистов России. До недавнего времени он размещался в Доме ветеранов на Центральной набережной Волгограда. А 24 июня председатель областной организации Союза журналистов России Лев Куканов, придя на работу в офис, обнаружил, что крепкие ребята выносят прямо на улицу кабинетную утварь. Логику столь стремительного выкидывания за порог журналистской организации объяснили срочным въездом на освобожденные площади отделения Общероссийского народного фронта. Насколько законным окажется изгнание журналистского офиса – этот вопрос, очевидно, получит свою трактовку в ближайшее время. Пока же показательно другое: на ленте комментариев к скандальной публикации не нашлось практически ни одного слова сочувствия Льву Куканову. Характерная тональность обсуждения такая: «Куканов половым ковриком лег под власть, и она, когда стало ей надо, даже того не заметив, вытерла об него ноги. Потому что в Союзе журналистов она не видит ни союза, ни журналистов как сообщества, ни журналистов как ярких личностей».

ИЮНЬ, 24
Социальная сеть «Одноклассники»
Пользователи популярной российской социальной сети «Одноклассники» считают, что администрация популярного ресурса фактически ввела цензуру на его страницах, удаляя сообщения и комментарии, в которых содержатся критические высказывания в адрес президента России. Между тем, в пресс-службе «Одноклассников» уже отреагировали на эти заявления, отметив, что удаление постов может быть связано с так называемой пользовательской модерацией. Это автоматическое удаление сообщения, если поступает много жалоб на конкретную запись. По словам пресс-секретаря соцсети Ильи Грабовского, администрация «Одноклассников» не имеет к этому прямого отношения. «Мы за свободу самовыражения», – подчеркнул представитель соцсети. Он также отметил, что в «Одноклассниках» «никогда не было и не будет политической модерации». «Мы не запрещаем пользователям разделить любые политические, религиозные или любые другие взгляды, – сказал Грабовский. – Единственное, что важно, – не нарушать регламент сайта и законы». Сколько именно жалоб необходимо для автоматического удаления записи, Грабовский не уточнил: этот показатель, по его словам, постоянно меняется.

ИЮНЬ, 24
Тлекомпания«ТНТ-Блиц»
В здании телекомпании «ТНТ-Блиц» в Мурманске люди, представившиеся полицейскими, проводят обыск. «В телекомпании «Блиц» начался обыск. Его проводят люди, назвавшиеся полицейскими. Постановление не предъявлено, права никому не разъяснены, предмет поисков не оглашен», - говорится в сообщении главного редактора телеканала Дмитрия Сергеева во «ВКонтакте». Через некоторое время Сергеев сообщил, что обыск продолжается, из кабинета генерального директора изъят системный блок компьютера и «какие-то документы». «Понятые ведут себя весьма странно. Не наблюдают за процессом, а участвуют в нем. Сотрудниц телекомпании, с их слов, люди, представившиеся полицейскими, пытались вынудить подписать, не читая, какие-то документы. Не подписали», - рассказал также главред «ТНТ-Блиц». lashNord со ссылкой на Сергеева сообщает, что обыски, возможно, связаны с редакционной политикой телеканала. «В нашем эфире были оппозиционеры, которые впоследствии стали кандидатами на пост губернатора региона», - пояснил главред телеканала.

ИЮНЬ, 25
Татьяна Шкирина
В Омске редактору «Омскздесь» Татьяне Шкириной стали открыто угрожать представители первого зама губернатора. На апелляционном заседании по делу арестованного Гамбурга появились первые открытые угрозы в адрес представителей омской прессы. Так, к редактору сайта «Омскздесь» Татьяне Шкириной в перерыве подсела хорошо одетая женщина и начала обвинять ресурс в предвзятости. В частности, за серию материалов, авторы которых явно на стороне следствия. - Вы хоть спокойно спите? - угрожающе улыбнулась дама. - Да! – ответила Шкирина. - Я что, обязана ковриком стелиться только потому, что это второе лицо в регионе? – Ну, хорошо, что вы спокойно спите, - зловеще протянула женщина напоследок. На этом тема для беседы была исчерпана, и каждый остался при своем мнении.

ИЮНЬ, 25
ЗАО «Коммерсантъ»
Компания «Промтранс» обратилась в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» и ОАО «Сбербанк России» 800 миллионов рублей нематериального (репутационного) вреда, причиненного распространением не соответствующих действительности сведений. Определением суда от 20 мая дело было передано по подсудности на рассмотрение арбитражного суда Москвы, передает РАПСИ. В заявлении компания также просит опровергнуть не соответствующие действительности и порочащие ее деловую репутацию сведения, содержащиеся в опубликованной 7 февраля в газете «Коммерсант» статье «Сбербанк избавился от конкурентов в борьбе за активы холдинга «Фаэтон». Истец просит опубликовать опровержение за счет ответчиков в том же средстве массовой информации, а также взыскать с ответчиков 800 миллионов рублей.

ИЮНЬ, 26
ИА «Регнум»
Судья Пресненского райсуда Марина Цывкина рассмотрела иск министра культуры Владимира Мединского к информационному агентству Regnum и его автору – журналистке Галине Артеменко. Поводом стала публикация на сайте агентства от 10 февраля 2014 года под названием «Министр культуры Мединский уверен, что в блокадном Ленинграде Смольный тоже голодал». Истец просил суд обязать «Регнум» опровергнуть одну фразу: «Министр культуры РФ Владимир Мединский, выступая в эфире радиостанции «Эхо Москвы», назвал «враньем» публикации Даниила Гранина о выпечке во время блокады ромовых баб для Смольного». Требования о компенсации морального вреда не было, лишь временные рамки – напечатать в течение 10 дней, что эта информация не соответствует действительности (см. монитор за май 2014 года). Юрист ФЗГ Светлана Земскова, представлявшая автора статьи, заметила, что Мединский, мог обратиться в «Регнум» и предложить свой комментарий, воспользоваться правом на ответ, но этого не сделал. В итоге судья Цывкина назвала иск не подлежащим удовлетворению.

ИЮНЬ, 26
Родион Чепель
Корреспондент телеканала «Дождь» Родион Чепель задержан в Ростовской области. Об этом сообщил в прямом эфире ведущий телеканала Павел Лобков. По его словам, Чепель снимал в Ростовской области сюжет о раненых во время вооруженного конфликта на территории Луганской и Донецкой областей Украины, которые граничат с Россией. Информацию о задержании Родиона Чепеля подтвердила подруга журналиста порталу Slon.ru. В Twitter интернет-издания сообщается, что корреспондент готовил репортаж о беженцах с юго-востока Украины.

ИЮНЬ, 27
Газета «Московский комсомолец»
Газета «Аргументы недели»
Сетевое издание «Челябинск сегодня»
Процесс по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации бывшего депутата Госдумы Александра Когана сразу к трем изданиям начался неудачно для его представителя. Судья не приняла дополнения к иску, которые подготовил юрист в связи с выходом новой публикации о его доверителе, удовлетворила ходатайство одного из ответчиков и приобщила к делу «неотносимые», по мнению представителя истца, доказательства, а затем, так и не войдя в процесс, отложила заседание больше чем на два месяца. Александр Коган, который в 2003–2011 годах был заместителем председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, а сейчас является руководителем главного управления «Государственная жилищная инспекция Московской области», в апреле 2014 года обратился в Тверской районный суд, требуя признать не соответствующими действительности и порочащими его честь и достоинство публикации, размещенные на сайтах трех СМИ. Ответчиками по делу стали ЗАО «Редакция газеты «Московский комсомолец», ЗАО «СВР-Медиа», учредитель газеты «Аргументы недели», и ООО «Издательский дом «Гренада пресс», выпускающий сетевое издание «Челябинск сегодня». На сайтах этих СМИ в феврале и марте 2014 года были опубликованы статьи о «громком коррупционном скандале», участником которого якобы являлся Коган. Утверждая, что содержащаяся в статьях порочащая Когана информация является ложной, представитель чиновника потребовал суд обязать СМИ удалить из общего доступа распространенные материалы, опубликовать на главных страницах сайтов опровержения. Кроме того, он просил взыскать с «Гренада Пресс» 200 000 руб., с «СВР-Медиа – 200 000 руб., а к «МК» требований о компенсации не предъявил, поскольку собственных статей на эту тему они не публиковали.

ИЮНЬ, 28
Сайт «Газеты.ру»
Хакеры атаковали официальный сайт «Газеты.ру». Пользователи не смогли зайти на домашнюю страницу веб-ресурса «Газета.ру»: на попытку загрузить страницу выскакивает сообщение о блокировке. Хакерское нападение вызвало блокировку основного сайта интернет-издания «Газета.ру». Как сообщили специалисты, хакеры установили «заглушку», которая препятствует отображению страниц в соответствии с запросами пользователей. Замглавы Роскомнадзора М. Ксензов заявил, что надзорное учреждение не имеет никакого отношения к блокировке «Газеты.ру». Ксензов разместил на своей странице в сервисе микроблогов «Твиттер», что по данному веб-изданию решения о блокировке не принималось. Замглавы Роскомндадзора отметил, что в ведомстве идет проверка данного инцидента.

ИЮНЬ, 30
СМИ Костомукши
Руководители Костомукшского городского округа в последний год не единожды выражали неудовольствие работой местных средств массовой информации. Попытки депутатского корпуса либо городской администрации приструнить журналистов натыкались, однако, на аргументированный отпор со стороны редакций, и представители власти вынужденно отступали. Похоже, это стало причиной того, что на свет появился проект «Положения о порядке аккредитации средств массовой информации и их представителей при органах местного самоуправления Костомукшского городского округа». До сих пор городская власть вполне обходилась без подобной регламентации. Из текста документа следует, что его авторы, защищаясь от чрезмерного, на их взгляд, внимания к муниципальным служащим и депутатам, попытались максимально поразить журналистов в профессиональных правах при сборе ими информации. Проект положения депутаты намеревались принять еще на майской сессии городского совета, но после того, как документ попал в редакции СМИ и появился письменный отзыв на него, подготовленный юристом экспертно-правового партнерства «Союз» Еленой Пальцевой, специализирующейся на информационном праве, в городской администрации взяли паузу. Как говорит Е. Пальцева, авторы документа, желая отбить у журналистов охоту погружаться во внутреннюю кухню городского самоуправления, напридумывали ограничений для редакций. Первое, что сделали составители «Положения о порядке аккредитации» – сузили круг лиц, имеющих право собирать информацию в стенах городской администрации. Для этого аккредитацию они намеревались предоставлять только журналистам официально зарегистрированных СМИ. На что последовало возражение: федеральный закон о СМИ предусматривает случаи, когда редакции освобождаются от необходимости проходить процедуру регистрации, например, когда тираж издания не превышает тысячи экземпляров, однако, при этом такая редакция не поражается в правах. А, кроме того, закон не требует обязательной регистрации от интернет-изданий, которых уже больше, чем тех же газет. Выходит, что самый динамично развивающийся сектор СМИ костомукшские депутаты решили отсечь от городской информации. Довольно нелепым выглядело и другое обязательство, возлагаемое аккредитацией на редакции, когда последние, посетив официальные мероприятия городского самоуправления, должны были информировать жителей о работе органов власти. И плюс к этому обязаны публиковать информацию пресс-службы местного самоуправления о работе органов городской власти «с указанием на ее источник без изменения ее содержания» (цитируем документ). Те, кто писали это, видимо, не в курсе, что редакции, в соответствии с законом о СМИ, осуществляют свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, и не обязаны работать так, как того желают представители власти. А журналисты, получившие аккредитацию, не должны относиться к тексту муниципальных пресс-релизов как к священному писанию, ни буквы, ни запятой не исправляя в них при использовании. Ряд требований в принципе были неисполнимы, например, предусматривалось, что аккредитация выдается журналисту на год или на один месяц, и тот, кто желал получить ее на год, должен был специализироваться на теме деятельности органов местного самоуправления, работать с этой темой, как сказано в положении об аккредитации, постоянно. Для городских изданий, штат которых более чем скромен, невозможно позволить себе роскошь иметь «парламентского корреспондента». Все здешние журналисты – «многостаночники», пишут на все темы, которые требуются редакции. Депутатам горсовета надо бы знать, что норма о столь узкой специализации, как освещение лишь деятельности органов местной власти, в принципе неисполнима. Удивительно и включенное в положение об аккредитации требование, что журналист обязан получать согласие на распространение информации о личной жизни городских руководителей от них самих. Если б редакции СМИ такой нормы придерживались, то коррупционные истории точно не появлялись бы в прессе. Но более того, такое требование противоречит позициям Европейского суда по правам человека и разделу VIII «Декларации о свободе политической дискуссии в СМИ», где как раз устанавливается, что частная жизнь политических деятелей и государственных должностных лиц может являться предметом журналистского внимания, если того требует общественная необходимость. Проект костомукшского положения об аккредитации запрещает вести аудио-, видеозаписи, кино- и фотосъемку при получении информации, если на то нет разрешения городских должностных лиц. Кто это писал, точно не заглядывал в закон о СМИ, который такое право предоставляет журналистам (ст. 47). Перечень подобных замечаний к документу у юриста Елены Пальцевой вышел длинным и, указав готовившим положение об аккредитации депутатам на явные нестыковки с федеральным законодательством, она обратила внимание, что нельзя нарушать ни Конституцию России, ни закон «О СМИ», вольно решая, кому дать аккредитацию, а у кого её забрать. В положении же сообщалось, что представители городской власти могут лишить корреспондента аккредитации, если тот нарушил условия данного положения. Но дело в том, что в законе о СМИ указывается лишь одно обоснование для подобного поражения в правах – это когда нарушение той или иной нормы документа не просто совершено, как то может показаться депутатам или сотрудникам городской администрации, а данный факт подтвержден вступившим в законную силу решением суда. В общем, положение об аккредитации журналистов написано таким образом, чтобы максимально воспрепятствовать корреспондентам, жалеющим рассказать гражданам, чем занимаются депутаты и муниципальные сотрудники. Авторы аккредитации видимо сильно удивятся, когда узнают, что смысл института аккредитации в том, чтобы создать благоприятные условия журналистам при осуществлении ими профессиональной деятельности. А имеет журналист аккредитацию, или не имеет - никакой роли это не играет для редакций, обладающих законным правом освещать работу органов власти. Дело в том, что костомукшские журналисты могут посещать все мероприятия, проводимые городской администрацией и без наличия аккредитационного удостоверения, за исключением, конечно, тех мероприятий, где обсуждаются государственные и коммерческие тайны. Проект положения об аккредитации передан на юридическую экспертизу в правительственное подразделение, занимающееся СМИ, так что у истории будет продолжение.

цензура / отказ в инф – 3 раза / другое – 2 раза

ИЮНЬ, 30
Алексей Навальный
Люблинский суд Москвы удовлетворил иск председателя комитета Госдумы по экономической политике Игоря Руденского о защите чести и достоинства к блогеру Алексею Навальному. Суд обязал оппозиционера разместить опровержение информации, не уточнив, однако, где и в какой форме это надо сделать. Отметим, поводом для судебного разбирательства стали сведения, распространенные Навальным в ноябре прошлого года. По данным пресс-службы Руденского, Навальный утверждал, что Руденский не указал в своей декларации за 2012 год земельный участок в Истринском районе Подмосковья и тем самым нарушил законодательство. Этот вопрос рассматривался на заседании Комиссии Госдумы по контролю за доходами и расходами депутатов, и никаких нарушений выявлено не было, сообщает РАПСИ. Руденский просил суд признать распространенную о нем информацию не соответствующей действительности и обязать ответчика опровергнуть ее.

ИЮНЬ, 30
«Российская газета»
Чиновник, подал иск на газету и журналиста. В нём перечислял то, как пострадала его деловая репутация, честь и достоинство. История вышла на свет божий благодаря Владимиру Комарову, тогда ещё директору шимановского промхоза. Комаров с егерями прихватил на незаконной охоте высокопоставленных стрелков, один из которых был вице-мэром Благовещенска. Принципиальный защитник леса выиграл четыре судебных инстанции у регионального природоохранного управления, которое пыталось отнять лицензию у промыслового хозяйства. После судебных фиаско глава района Сергей Алипченко вызвал на беседу строптивого подчинённого и открытым текстом предложил написать заявление «по собственному желанию». Чиновник, не стесняясь, говорил, что на него давят сверху, требуют скорейшего увольнения Комарова. Тот записал этот разговор на диктофон, затем этот полный цинизма монолог местной власти принёс в корпункт «Российской газеты». Принёс он и уведомление о своём увольнении. 11 февраля этого года «Российская газета» опубликовала материал «Особенности амурской охоты», подзаголовком которого была фраза: «Защитника тайги уволили по указке ВИП-браконьеров». Диктофонную запись разговора «хозяина района» с подчинённым редакция «Российской газеты» выложила на сайте. Тогда, испугавшись общественного резонанса, администрация Шимановского района передумала увольнять Владимира Комарова. А Сергей Алипченко подал иск в Благовещенский городской суд к редакции «Российской газеты», в котором требовал, чтобы редакция опровергла информацию об увольнении Владимира Комарова. Дескать, на момент выхода публикации он работал, а намерения о его увольнении на тот момент так и остались благими намерениями. По иску Алипченко состоялось три заседания Благовещенского городского суда, финалом которых стало решение, вынесенное судьёй Игорем Емшановым: отказать истцу в его требованиях.

ИЮНЬ, 30
ИА «Взгляд-инфо»
Во дворе дома 245/265 по улице Большая Горная в Саратове, где велись поиски взрывного устройства, сотрудники полиции грубо помешали работе корреспондента ИА «Взгляд-инфо». Полицейские пытались помешать проводить фотосъемку. Один из сотрудников требовал отдать ему камеру и удалить ранее отснятый материал. Данное требование, а также само поведение представителей полиции, полностью противоречит Федеральным законам «О СМИ» и «О полиции». Место предполагаемого теракта даже не было оцеплено. Сотрудники УМВД отказались представляться и не предъявили корреспонденту никаких документов. Они толпились вокруг припаркованного служебного автомобиля «ГАЗель», пытаясь спрятаться от объектива фотоаппарата. Никаких объяснений подобной «застенчивости» полицейские не дали.

ИЮНЬ, 30
Газета «Вечерний Краснотурьинск»
Газета «Вечерний Краснотурьинск» (Свердловская область) сообщила, что получает от мэра города Устинова отписки, в которых не всегда содержится 100% правда. Вопрос об 11-миллионном долге за продукты питания детских садов города на страницах газеты, а также на интернет-форумах муссируется более двух месяцев. И каждый житель города, читая статьи, делает свои собственные, зачастую неэтичные выводы.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни