Результаты мониторинга
14 Мая 2014 года

Результаты мониторинга ФЗГ – апрель 2014

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 3 (Андрей Казанцев, оператор портала E1.RU, Екатеринбург; Вероника Свизева, корреспондент портала 59.ru, Пермь; съемочная группа Нижнекамской телерадиокомпании, Республика Татарстан)

Нападения на редакции, телецентры – 1 («Радио Команда», Москва).

Попытки цензуры – 1 (сайт «Комсомольской правды в Иваново», Иваново).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 2 (Павел Николаев, главный редактор газеты «Антикоррупционный фронт», Псков; Андрей Сергеев, независимый журналист, Новосибирск).

Увольнение редактора, журналиста – 3 (Игорь Баринов и Евгения Карасева, редакторы медиа-холдинга «Омская правда», Омск; Владимир Афанасенко, главный редактор газеты «Ольховские вести», Волгоградская область).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 2 (Олег Криштопа, корреспондент украинского «5 канала», и Орест Пона, оператор этого телеканала, оба - в Брянской области; Идрис Юсупов, корреспондент газеты «Новое дело», Махачкала).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 26

на сумму 83 160 01 рубль.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 8, удовлетворено – 7

взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 2 337 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 21

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 1 (съемочная группа Нижнекамской телерадиокомпании, Республика Татарстан).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – 2 (радиостанция «Голос Америки»; Москва; телекомпания ТВ-2, Томск).

Прекращение выхода СМИ – ()

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 («Метро газета», Новосибирск).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 6 («Интерфакс», Москва; сайт газеты «Копейский рабочий», Челябинская область; сайт «Регионы России», Москва; сайт «Парламентской газеты», Москва; сайт телеканала Russia Today, Москва; сайт «Зарайский партизан», Московская область).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 4 (камера оператора портала E1.RU, Екатеринбург; камера оператора портала «УралИнформ», Пермь; камера Нижнекамской телерадиокомпании, Республика Татарстан; камера ТРК «Казань», Республика Татарстан).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 22

АПРЕЛЬ, 1
Все СМИ
В Госдуму внесен законопроект об ужесточении наказаний за нарушения на митингах. Если во время публичных акций в течение полугода было допущено более двух нарушений, виновному придется заплатить штраф до 1 млн руб. или получить пятилетний тюремный срок. Текст документа размещен на сайте Базы законопроектов. Инициаторами законопроекта стали единороссы Александр Сидякин и Андрей Красов, а также представитель «Справедливой России» Игорь Зотов. Они предлагают дополнить Уголовный кодекс РФ статьей «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». В случае нарушений по этой статье депутаты предлагают ввести штраф от 600 тыс. до 1 млн руб. (либо сумму, эквивалентную зарплате осужденного за 2-3 года). В качестве наказания осужденный по данной статье может получить обязательные работы до 480 часов, исправительные работы на срок до двух лет, принудительные работы на пять лет, а также лишение свободы на пятилетний срок. Кроме того, задержанный на массовой акции журналист не считается журналистом, если на нем нет заметных опознавательных знаков (удостоверения теперь будет недостаточно).

АПРЕЛЬ, 1
«Грани.Ру»
«Ежедневный Журнал»
«Каспаров.Ру»
Роскомнадзор не собирается разблокировать сайты «Грани.Ру», «Ежедневный Журнал» и «Каспаров.Ру». Ведомство не сообщает о том, какие материалы стали причиной блокировки, несмотря на то, что такой запрет является прямым нарушением закона. 13 марта три оппозиционных российских медиа – «Грани.Ру», «Ежедневный Журнал» и «Каспаров.Ру» – были заблокированы Роскомнадзором. Доступ к сайтам закрыт до сих пор: редакциям не сообщают, из-за каких материалов Генпрокуратура потребовала отключить ресурсы. Отказ Генпрокуратуры предоставить ссылки на «экстремистские» тексты поставил СМИ в юридический тупик: согласно закону, снять блокировку возможно, только убрав с сайта запрещенный контент. Поправка в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», регулирующая процесс досудебной блокировки, не предусматривает, что сайты могут остаться закрытыми безвременно. Схема действия поправки довольно простая: Генпрокуратура направляет в Роскомнадзор требование ограничить доступ к определенным ресурсам. В документе должны быть указаны «доменное имя сайта в сети Интернет, сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети Интернет, распространяющего призывы к массовым беспорядкам». Роскомнадзор направляет провайдеру хостинга уведомление, в котором должны быть указаны адреса «экстремистских» страниц интернет-ресурса. В свою очередь, провайдер должен в течение суток сообщить о требовании владельцу сайта, которому необходимо убрать противоправные материалы с ресурса. Далее он уведомляет Роскомнадзор о выполнении необходимых требований, после чего доступ к сайту снова открывают. В случае с тремя заблокированными 13 марта оппозиционными СМИ Роскомнадзор по такой схеме действовать не стал. По всей видимости, Генпрокуратура направила Роскомнадзору требования заблокировать СМИ без указания ссылок на материалы, призывающие к массовым беспорядкам. В свою очередь, уведомление провайдерам, разосланное Роскомнадзором, также не содержало указания на экстремистские интернет-страницы. Таким образом, и судебный орган, и надзорное ведомство фактически лишили владельцев трех СМИ права на разблокировку. Ситуация не изменилась и спустя три недели после блокировки СМИ. Главный редактор «Ежедневного Журнала» Александр Рыклин в комментарии Лениздтат.Ру сообщил, что никакого внятного объяснения от Роскомнадзора они так и не получили: «До сих пор нам ничего не объяснили, и бумаги мы еще не видели. 17 марта мы написали им ответное письмо с целью объяснить нам, что происходит. Но ответ на любое письмо, согласно закону, можно ждать месяц». Генеральный директор интернет-газеты «Грани.Ру» Юлия Березовская предполагает, что Роскомнадзор и не собирается сообщать эти сведения: «Когда «Эхо Москвы» заблокировали за публикации постов из блога Алексея Навального, они просто убрали их, и доступ к ресурсу снова открыли. У наших трех сайтов совершенно иная ситуация: по мнению Генпрокуратуры, они содержат противоправный контент, который приводит к массовым беспорядкам. В письме Роскомнадзор не указал конкретные ссылки. Более того, Роскомнадзор нам открыто говорит, что не видит юридических оснований для того, чтобы разблокировать сайты «Грани.Ру», ЕЖ и «Каспаров.Ру». То есть впервые Роскомнадзор внес сайты в реестр без какой-либо возможности их оттуда убрать когда-либо. То есть в нашем случае разблокировка невозможна, потому что мы просто не знаем, что удалять. Мы уже подали жалобу в Таганский суд, но Роскомнадзор в этом суде еще ни одного процесса не проиграл, потому что официально он за ним закреплен. У меня нет никакого сомнения в том, что нас заблокировали из-за событий на Украине, которые мы подробно освещали. К тому же, рамки закона Лугового настолько резиновые, что под них может попасть абсолютно любая единица нашего контента».

АПРЕЛЬ, 2
Газета «Город»
В производстве Ленинского районного суда Ярославля находится апелляционная жалоба ответчика на решение суда по иску о защите чести и достоинства, предъявленному к редакции газеты «Город» депутатом областной думы Сергеем Балабаевым. Истец просил признать не соответствующими действительности, порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию «сведения, изложенные в областном еженедельнике «Город» № 39, на странице 9, статье «Громкий скандал в мэрии и Областной Думе». К ним он отнес сообщения: «Получается, фактически женщине предложили дать им взятку. Ведь продать можно было автобусы, но никак не места в расписании»; «Эта история началась в 2008 году. Именно тогда, по словам нашей героини, Балабаев и Хахин решили «помочь» ей расширить бизнес, конечно же, не бесплатно»; «Получилось так, что Балабев и Хахин предоставили Наталье Дюрдиной три места на маршруте и три автобуса при условии, что им буде выплачено два миллиона рублей»; «По нашей версии наши герои испугались, что Наталья не отдаст им их «долю» за маршруты, и решили эту взятку «узаконить». Из редакции газеты сообщили, что «Балабаев не отрицал достоверность этих сведений, подтвердив наличие автобусов в собственности, но записанных на свою супругу; получение денежных средств от Дюрдиной Н.К. и написание расписок, в которых имеется указание на куплю-продажу автобусов». Тем не менее, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика 30 000 рублей (просили 300 000 рублей) и обязав его напечатать опровержение. Ранее редакция «Города» проиграла суд бывшему кандидату в депутаты ярославской областной Думы Илье Тедееву, который шел на выборы от партии «Справедливая Россия» - в его пользу взыскано 50 000 рублей.

АПРЕЛЬ, 2
Телерадиокомпания «Петербург»
Телепередача «Момент истины»
Андрей Караулов
Глава и основатель одного из крупнейших российских инвестхолдингов «Финнам» Владимир Ремша со второй попытки смог наказать авторов и создателей передачи «Момент истины», за нелицеприятный сюжет о себе. Основатель и бессменный ведущий Андрей Караулов в своих передачах утверждал, что Ремша рейдер, который якобы захватил особняк на Мясницкой улице в Москве. Сперва в Арбитражный суд Москвы поступил иск от «Финама», но дело закончилось проигрышем – судья счел, что организации обвинения в адрес ее главы не касаются. Второй раунд закончился победой предпринимателя. 25 февраля 2013 года на «Пятом канале» вышел очередной выпуск «Момента истины». В передаче, на которую ссылается Караулов, несколько собеседников, говорят об осуществившемся рейдерском захвате особняка на Мясницкой, для чего, кроме прочего, «на основании выписок из ЕГРЮЛ Ремша Виктор Михайлович тут же готовит сфальсифицированные материалы и посылает в 46-ю налоговую» ЗАО «Инвестиционный холдинг «Финнам» обратилось с иском к ООО «Стратегия века» (производителю передачи) и «Телерадиокомпания «Петербург» о защите чести, достоинства и деловой репутации, требуя взыскать по 50 руб. с каждого из ответчиков, а также опровергнуть порочащую информацию. Однако судья Арбитражного суда Москвы Максим Ведерников заявителю отказал, ссылаясь на то, что чести истца сведения в передаче не касаются. Такую же позицию заняла апелляция – 15 июля 2013 года 9-й арбитражный апелляционный суд оставил решение первой инстанции в силе. Не дожидаясь решения апелляции, 27 июня 2013 года уже сам Ремша обратился в АСГМ с иском о защите чести и достоинства. Теперь уже он просил в общей сложности 1,5 млн руб. К делу в качестве соответчика привлекли Караулова. Решение судья Андрей Чадов вынес 18 марта 2014 года. Чадов отметил, что спорная информация содержит утверждения о фактах, поскольку изложена в утвердительной форме, не содержит оценочных суждений, и определил ее как порочащую. Достоверность распространенных сведений ответчиком не доказана, пришел к выводу Чадов, а возражения, что видеозапись, представленная истцом, ненадлежащее доказательство, отмел. Чадов существенно снизил запрошенную компенсацию – 100 000 руб. он постановил взыскать с ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» и по 50 000 руб. – с ООО «Стратегия Века» и Караулова. Также суд обязал ответчиков распространенные в эфире сведения опровергнуть.

АПРЕЛЬ, 2
СМИ Омска
В Омске прошло расширенное заседание президиума политсовета «Единой России», на котором анонсировалось рассмотрение актуальных вопросов социально-экономического развития региона. Однако по факту единороссы встретились, чтобы обсудить скандальные публикации в омской прессе. По мнению единороссов, объединению сил, как ни странно, мешают представители омских СМИ. В адрес представителей прессы звучали нелестные комментарии, уличающие журналистов в отсутствии морали и этики. Представители партии власти призвали репортеров больше писать о положительных сторонах жизни в Омской области, концентрировать внимание читателей на конструктивной критике и не выбрасывать в информационное поле версии, основанные на неподтвержденных сведениях. Конкретика в заявлениях омских единороссов было не так много, они лишь вскользь упомянули о скандалах, которые произвели на них негативное впечатление. В частности речь зашла и о компромате на председателя облсуда Владимира Яркового. В ряде местных СМИ неким анонимом было прислано видео, на котором человек, похожий на руководителя областного суда, развлекается в бане с девушками, по утверждению автора рассылки, несовершеннолетними. В итоге единороссы решили провести круглый стол, на который будут приглашены представители общественности и прессы, и обсудить обозначенные проблемы с руководителями омских СМИ.

АПРЕЛЬ, 2
«Известия»
Газета «Известия» опубликовала на своем сайте в качестве иллюстрации к статье фотографию ТЦ «Аркадия». Взяла она ее с сайта, посвященного аренде офисов, о чем сделала соответствующую подпись. Однако автором изображения оказался фотограф и журналист Александр Пыпин, который разрешения на публикацию фотографии не давал, и он пошел в суд. Он доказывал, что «Известия» нарушили его исключительные права. А его оппоненты убеждали судью, что фотография фасада здания при обычном ракурсе и дневном свете не может считаться произведением, а значит, не является и объектом охраны авторских прав. Но в итоге суд встал на сторону истца, который просил суд взыскать с ответчика 50 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права на произведение и 20 000 руб. в качестве компенсации морального вреда. Однако суд взыскал с газеты в пользу Пыпина 50 000 руб. компенсации за нарушение исключительного права истца на произведение, а компенсацию морального вреда сократила вчетверо – до 5 000 руб.

АПРЕЛЬ, 2
«Молодежная газета»
На днях было обнародовано исковое заявление известного ульяновского бизнесмена и бывшего уполномоченного по правам предпринимателей Анатолия Саги, адресованное «Молодежной газете». Он хочет защитить свои честь, достоинство и деловую репутацию, которые, по его мнению, попрало СМИ. Поводом к подаче искового заявления, по всей видимости, послужила опубликованная в конце января в «Молодежке» критическая статья, посвященная бизнесмену Анатолию Саге. В ней журналисты издания проанализировали деятельность уполномоченного по правам предпринимателей, который пытался добиться переутверждения в должности. По всей видимости, приведенная в статье информация оскорбила честь и достоинство г-на Саги. В частности, в статье журналисты вспоминают про нашумевшую историю с торговым центром «Лидия» на проспекте Нариманова, который был построен вплотную к дому. Его жильцы остались крайне недовольны новой постройкой. Также издание напомнило о скандалах, в которых был замешан экс-уполномоченный. В большинстве из этих историй он отстаивал права собственной жены, предпринимателя Лидии Сага, которая владеет несколькими торговыми точками в городе и тем самым ТЦ. Выяснить, чего именно добивается предприниматель от газеты, не удалось.

АПРЕЛЬ, 2
Олег Криштопа
Орест Пона
Журналистов украинского «5 канала» не пустили в Россию, их якобы объявили персонами нон грата на территории РФ. Съемочная группа телеканала пересекла границу с Россией утром. Россияне задержали работников СМИ. Вместе с журналистом Олегом Криштопой был также оператор Орест Пона и водитель авто Тарас Шевченко. Съемочная группа пересекли российскую границу в Брянской области где-то в 11.30. Журналисты отправились на границу с Россией, чтобы снять сюжет о появившихся там танках. Но их задержали и сообщили о том, что корреспонденты «5 канала» считаются в России персонами нон-грата. После «дружеской беседы», продолжавшейся несколько часов, членов съемочной группы освободили, так и не объяснив причин задержания.

АПРЕЛЬ, 2
Сайт газеты «Копейский рабочий»
Совершенно лояльная как к федеральным, так и местным властям газета «Копейский рабочий» (Челябинская область) пострадала от репрессий. Ее приравняли к экстремистам. Утром 2 апреля 2014 года сайт газеты был недоступен для просмотра, его IP-адрес был заблокирован. Как выяснилось, Центральный суд города Барнаула в январе 2014 года обязал провайдера ограничить доступ к видеоклипу «Последнее интервью приморских партизан». Интервью признали экстремистским в суде Нижнего Новгорода еще в марте 2012 года и запретили к показу. Прокурорская проверка в Алтайском крае обнаружила, что жители республики, пользующиеся услугами «Ростелекома», могут просматривать это «экстремистское видео» с IP -адреса, под которым работают еще более 300 сайтов. Адрес IP заблокировали, соответственно, все сайты, сидящие на одном и том же IP (о чем и предупреждали эксперты Роскомнадзора в начале объявления подобных санкций по России) попали под раздачу. Пришлось сайту газеты срочно перебираться на другой IP-адрес, и заодно «отмываться» от совершенно незаслуженного газетчиками клейма экстремистов. Сейчас редакция и юристы ломают голову, а нельзя ли взыскать с блокировщиков либо создателей сайта репутационные издержки?! Ведь почти сутки сайт не работал, а аудитория в Интернете теряется быстро.

препятствование деятельности интернет- изданий

АПРЕЛЬ, 2
РИА «СуперОмск»
Наталья Калинина
Первый городской телеканал
Публичный скандал, учиненный управляющим делами правительства Омской области Сергеем Крещуком, станет предметом прокурорской проверки. Редакция РИА «СуперОмск» направила на имя областного прокурора Анастаса Спиридонова заявление с просьбой пресечь попытки управделами правительства области препятствовать законной деятельности журналистов. С. Крещук публично угрожал, что запретит вход в здание правительства корреспонденту «СуперОмска» Наталье Калининой. Свою угрозу он высказал после того, как корреспондент «СуперОмска» подошла за комментарием к руководителю главного управления внутренней политики Михаилу Каракозу. Действия управделами Крещука юристы «СуперОмска» расценивают как воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов и нарушение закона «О СМИ». После этого инцидента работники главного управления информационной политики пригрозили, что лишат аккредитации РИА «СуперОмск». По их мнению, если журналист посещает какое-либо мероприятие в здании правительства, он не имеет права подходить к должностным лицам и заговаривать с ними без согласования с пресс-службой. Свою позицию работники пресс-службы правительства объяснили неким протоколом, регламентирующим внутренний распорядок в правительстве. Корреспондент попросила предоставить документы, запрещающие ей свободно передвигаться по зданию и подходить к различным высокопоставленным чиновникам. Однако сотрудники ГУИП и управделами Крещук показать этот документ отказались. Управделами заявил, что с этим документом могут ознакомиться только работники аппарата правительства. Это не первый случай, когда работники аппарата правительства препятствуют работе журналистов. Так, сотрудники ГУИП запретили журналистам Первого городского телеканала присутствовать на открытой встрече губернатора Виктора Назарова с паралимпийцами.

АПРЕЛЬ, 2
«Метро газета»
В Новосибирске задержан тираж «Метро газеты» с агитационными материалами кандидата в мэры Новосибирска Анатолия Локтя. Как рассказал РБК-Новосибирск генеральный директор издательства «Советская Сибирь» Вячеслав Корягин, с утра вокруг предприятия и на его территории работают сотрудники МВД. «Письменных документов в отношении предмета, заинтересовавшего работников правоохранительных органов, не поступало», - сообщил Вячеслав Корягин. – На экспертизу направлены образцы тиража «Метро газеты». Договор о печати между издательством и редакцией газеты был заключен задолго до начала избирательной кампании. Тираж, о котором идет речь, составляет 850 тысяч экземпляров, к утру 2 апреля было отпечатано 300 тысяч экземпляров, к обеду эта часть тиража была отгружена заказчику. Сейчас пока печать приостановлена, вопрос о продолжении производства будет решен до конца рабочего дня». По словам представителей правоохранительных органов, по их данным, в материалах газеты могут содержаться призывы к экстремистской деятельности, поэтому им нужно «задержать и поизучать» весь тираж. Со слов сотрудников МВД решение по поводу тиража будет принято вечером. В избирательном штабе Анатолия Локтя сообщили, что кандидат в курсе ситуации и держит ее на контроле. «Со своей стороны заявляем и гарантируем, что эти агитационные печатные материалы оплачены с избирательного счета кандидата и никаких нарушений, тем более, призывов к экстремистской деятельности, не содержат», - подчеркнул Артем Скатов. Позднее 300 тысяч экземпляров газеты были выпущены с территории издательства «Советская Сибирь».

АПРЕЛЬ, 3
«Радио Команда»
Редакция спортивного «Радио Команда» заявила о рейдерском захвате вооруженными людьми своего центрального офиса в Хлебном переулке в центре Москвы. Об этом журналисты сообщали в эфире радиостанции, а также разместили сообщение на сайте. Как рассказал «Газете.Ru» главный редактор радио Николай Яременко, вооруженные люди захватили офис. По его словам, вещание проходит в другом здании, в захваченном офисе же располагаются документы, деньги, сейфы, часть оборудования компании и личные вещи сотрудников. Первые два дня полиция не реагировала на жалобы. Затем приехали дежурные офицеры, постучались в закрытую дверь, им никто не ответил и не открыл. «Составили рапорт, говорят, что информация будет проверяться, - сказал Яременко. - Ну, как будет проверяться? Придут, снова постучат - им не откроют. Наш корреспондент Дмитрий Хайтовский с места событий рассказывает, что к офису подъезжает большой черный Land-Cruiser, останавливается, оттуда выходит некая девушка в шубе, и тут же открывается дверь, она заходит, и дверь тут же снова закрывают. То есть, своих они спокойно запускают. Полиции не открывают и никаких признаков жизни не подают». По оценкам журналистов, в офисе закрылись примерно 25 человек. Как рассказывает редакция (ведущие радио в среду периодически транслировали сообщение о захвате в эфире), более полугода назад был заключен договор аренды помещения на пять лет. Официально владение было оформлено на доверенное лицо владельца. Однако спустя два месяца выяснилось, что договор не был зарегистрирован, и владелец этого делать не желает. Вскоре им предложили разорвать пятилетний контракт и подписать новый, на год. Так как редакция уже успела сделать ремонт, ее это не устраивало. Последовала череда переговоров. За это время, как описывает редакция, к ним приходили «члены каких-то загадочных спецслужб, непонятные юристы», а потом человек, представившийся сотрудником МУРа, который пообещал «просто всех посадить». Далее, как сообщает редакция, фиктивное лицо, которое по бумагам ранее являлось собственником, переписало офис на непосредственного владельца, который попробовал их выгнать. Хотя по закону делать этого нельзя, так как договор аренды продолжает действовать. Радио предложило три варианта: продолжать платить аренду при регистрации договора, выкупить помещение по рыночной цене или получить компенсацию за потерю центрального офиса. Коммерсант взял время на размышление. После этого и пришли вооруженные люди, якобы отрекомендовавшиеся компанией «Флэш». «Мы планируем находиться в правовом поле. В любом случае все бумаги в прокуратуру, полицию поданы. Еще мы хотим поднять общественность», - рассказал Яременко.

АПРЕЛЬ, 3
Виктор Николаев
Уволенный редактор отдела экономики «Санкт-Петербургских ведомостей» Виктор Николаев подал иск к изданию. 1 апреля стороны заключили мировое соглашение, по которому журналист получит денежную компенсацию и исправленную запись в трудовой книжке. Скандал с увольнением редактора отдела экономики Виктора Николаева разгорелся в конце декабря 2013 года. Редактор был обвинен в прогуле и уволен с соответствующей статьей в трудовой книжке. Сам Николаев утверждает, что во время мнимого прогула находился на форуме «Арктика: настоящее и будущее», организованном Российской ассоциацией полярников и правительством Санкт-Петербурга. Темы освоения арктического пространства регулярно затрагивались на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей», поэтому отсутствие Николаева на рабочем месте вполне могло объясняться редакционными интересами. В январе 2014 года уволенный журналист подал в суд, намереваясь требовать исправления записи в трудовой книжке и компенсации морального вреда (см. монитор за декабрь 2013 года, февраль 2014 года). В ходе рассмотрения иска в Куйбышевском районном суде 1 апреля стороны пришли к мировому соглашению, по условиям которого работодатель исправит запись в трудовой книжке о том, что Николаев уволен за прогул, и выплатит денежную компенсацию, размер которой договорились не оглашать.

АПРЕЛЬ, 3
Журнал «Русский репортер»
ОАО «Институт стволовых клеток человека» подало в арбитражный суд Москвы иск о взыскании с ЗАО «Медиахолдинг «Эксперт» и ЗАО «Группа Эксперт» около 76 миллионов рублей компенсации репутационного вреда и понесенных убытков, сообщает пресс-служба института. Арбитражный суд Москвы 7 октября 2013 года обязал медиахолдинг «Эксперт» опубликовать в журнале «Русский репортер» информацию о том, что ряд сведений об институте, изложенных в статье «Деньги на крови младенцев», не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию истца. Тогда, по информации института, суд пришел к выводу, что в оспариваемой статье изложены личные авторские суждения, выражающие субъективное негативное отношение к предпринимательской деятельности института, неполно и односторонне предоставлена информация, приведены сведения, не соответствующие действительности, ущемляющие права и деловую репутацию института. По информации института, медиахолдинг «Эксперт» до настоящего времени от исполнения решения суда уклоняется. Это «привело к значительному снижению количества заключенных Гемабанком с февраля 2013 года договоров на оказание услуги банкирования пуповинной крови». Институт отметил, что статья до сих пор опубликована в интернете на сайте журнала «Русский репортер».

АПРЕЛЬ, 3
Сергей Давыдов
В суде Тольятти (Самарская область) находится дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении главного редактора TLTgorod Сергея Давыдова по ч. 1 ст.13.11 КоАП РФ («Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)»). Судебное преследование журналиста инициировали небезызвестные братья Л. и С. Ахмадовы. В последние несколько месяцев они буквально завалили прокуратуру, полицию и Роскомнадзор охапками жалоб на информацию, опубликованную на TLTgorod еще в 2011 году. Их очень задело и оскорбило содержание обзорных, составленных по материалам других СМИ статей «Самые опасные профессии Тольятти. Часть XIX» и «Чеченская ОПГ в Тольятти. По следам Сулеймана». По версии родственников, интернет-издание клевещет, разжигает межнациональную рознь и незаконно разглашает их личные данные. По всем заявлениям полиция отказалась возбуждать уголовные дела – нет состава преступления. В отличие от полиции, Роскомнадзор усмотрел в действия главреда интернет-издания нарушение административного законодательства. Свои выводы данная надзорная структура направила в прокуратуру. Та согласилась с выводами Роскомнадзора, и на днях увидело свет постановление о возбуждении дела, которое подписал прокурор Центрального района Тольятти А. Казанцев. «В нарушение норм закона главным редактором TLTgorod Давыдовым С.Н. на сайте ЭПИ TLTgorod были размещены сведения, относящиеся к персональным данным Ахмадовых Л.Ш. и С.Ш.: фотоизображения, имя, фамилия, отчество год рождения, без согласия указанных лиц. Тем самым, совершены действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга ли, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом», - говорится в постановлении. 18 апреля судья мирового суда Анися Рыжова отказалась приобщать к материалам дела копии многочисленных статьей, в которых применительно к неким гражданам по фамилии Ахмадовы использовались такие словосочетания, как «руководители банды», «лидеры ОПГ», «данная группировка является одной из самых жестоких и влиятельных в городе». Она их даже не стала смотреть. После отказа в удовлетворении ходатайства о приобщении представленных публикаций к материалам дела судьябыстренько огласила свое решение: виновен! Сергей Давыдов был оштрафован на 600 рублей.

АПРЕЛЬ, 3
«Интерфакс»
Портал российского информагентства «Интерфакс» стал очередной жертвой DDoS-атаки. Сайт лег в ночь на 3 апреля и его восстановили только к середине дня 3 апреля. Это далеко не первое кибернападение на российские СМИ в интернете за последние месяцы. Информационные войны ведутся не только словом – второй месяц хакеры атакуют сайты российских СМИ, особенно подконтрольные государству. «Интерфакс» подвергся DDos-атаке даже не смотря на то, что после реорганизации РИА-новостей в «Россия сегодня» потерял статус главного проводника информации для российского потребителя.

АПРЕЛЬ, 3
Сайт «Регионы России»
Предпринята мощная хакерская атака на информационно-аналитический сайт «Регионы России». В результате ее доступ к сайту на какое-то время был заблокирован. Редакция «РР» предположила, что эта атака была инициирована теми, кому не нравятся критические материалы, отражающие реальное положение дел в том или ином регионе. В частности, в последнее время такие публикации были из Республики Марий Эл и Свердловской области. Коллеги-журналисты из различных изданий расценили хакерскую атаку на «РР» как покушение на свободу слова.

АПРЕЛЬ, 6
Все СМИ
В Новосибирске прошло голосование на досрочных выборах мэра города. Движение в защиту прав избирателей «Голос» организовало общественное наблюдение и направило на избирательные участки 50 общественных контролеров в статусе представителей СМИ. Зафиксированы следующие нарушения: на УИК 1554 у представителя СМИ забрали редакционное задание и отказались возвращать, мотивируя, что оно необходимо для отчетности; на УИК 1483 представителя СМИ не пускали в помещение для голосования мотивируя, что пустят в 8:00; на УИК 1719 запрещают фотосъемку общего плана участка, мотивируя это тем, что на участке находится полицейский, который не должен попадать в кадр; на УИК 1792 висит информационная табличка «место для фотографирования». Представителю СМИ запрещали снимать с других мест.

отказ в инф – 3 раза / другое

АПРЕЛЬ, 7
Виктор Шендерович
Преображенский суд Москвы удовлетворил иск вице-спикера Государственной Думы, лидера фракции «Единая Россия» Владимира Васильева. Суд вынес решение взыскать с журналиста Виктора Шендеровича компенсацию морального вреда в один миллион рублей. Во время проходящей Олимпиады в Сочи писатель и журналист Виктор Шендерович написал в своем блоге на сайте «Эха Москвы» текст с названием «Путин и девочка на коньках». Он сравнил победу юной фигуристки Юлии Липницкой с победой немецкого легкоатлета в Берлине Ханса Вельке. «Мы в курсе итоговой цены этого спортивного подвига – цены, в которую вошли и Дахау, и Ковентри, и Хатынь, и Ленинград... Не по вине Ханса, разумеется, но так получилось, что он поспособствовал», - отмечает публицист. Публикация вызвала возмущение у Владимира Васильева, он рекомендовал автору статьи извиниться. На что тот ответил, что поводов для этого у него нет. А спустя два дня в программе на телеканале «Дождь» Шендерович назвал Васильева и его коллег «негодяями». Депутат подал в суд и выиграл его.

АПРЕЛЬ, 7
Газета «Труд – Черноземье»
В Арбитражном суде Воронежской области рассматривается иск о защите деловой репутации, поданный ООО «Вламиан» к редакции газеты «Труд – Черноземье». Поводом к судебному разбирательству стала публикация главного редактора издания Юрия Пульвера под названием «Пустышка», вышедшая в январе этого гола. В ней автор, в частности, рассказывает о строительстве домов в одном из районов Воронежской области, где застройщиком выступала кампания-истец. Журналист сообщает подробности строительства, которые указывают на недобросовестное исполнение компанией «Вламиан» своих обязанностей. Эти сведения истец и посчитал порочащими, недостоверными и наносящими ущерб деловой репутации фирмы. Истец, однако, не поясняет, какой именно ущерб был нанесен публикацией. Компания требует через суд обязать редакцию газеты «Труд – Черноземье» опубликовать опровержение порочащих и недостоверных сведений.

АПРЕЛЬ, 7
Тимофей Бутенко
Наталья Курочкина
Фрунзенский районный суд Саратова отправил на принудительное лечение в психиатрическом стационаре 40-летнего местного жителя, фигуранта дела о нападении на сотрудников газеты «Наша Версия» Тимофея Бутенко и Натальи Курочкиной. «В ходе расследования уголовного дела мужчине была проведена комплексная психолого-психиатрическая судебная экспертиза. Согласно ее заключению, он не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими в момент совершения запрещенного уголовным законом деяния», - сообщается на сайте следственного управления СКР по региону. Нападение на журналистов произошло вечером 29 января прошлого года. По версии следствия, обвиняемый, находясь в помещении завода «Нефтемаш-Сапкон», принуждал журналистов к отказу от распространения информации о проводимом собрании членов ТСЖ-1 Фрунзенского района города Саратова, в том числе угрожая и применяя насилие к последним. При этом, по версии следствия, он нанес одному из журналистов удары по голове (см. монитор за январь 2013 года). Уголовное дело было возбуждено по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»).

АПРЕЛЬ, 8
Павел Николаев
Прокуратура Псковской области признала законным и обоснованным возбуждение уголовного дела по факту клеветы в отношении губернатора региона Андрея Турчака. Как сообщила пресс-служба ведомства, глава Псковской области Андрей Турчак и предприниматель из Ростовской области Леонид Маевский обратились к руководству УМВД России по Псковской области по поводу статьи на интернет-ресурсе Nafront.com. Доследственной проверкой установлено, что 13 марта на интернет-ресурсе Nafront.com опубликована статья, в которой главный редактор газеты «Антикоррупционный фронт» Павел Николаев сообщает о якобы имевшем место сговоре губернатора Андрея Турчака с Леонидом Маевским (владельцем предприятия по производству керамической плитки в Ростовской области) с целью рейдерского захвата ООО «Евро-Керамика» (предприятие в Псковской области). Эта статья также опубликована в газете «Антикоррупционный фронт», распространяемой бесплатно в Пскове. «Согласно проведённому лингвистическому исследованию, данная статья содержит негативную информацию о губернаторе Андрее Турчаке и подрывает его деловую репутацию», - заявило ведомство. В связи с изложенным прокуратура Пскова признала законным и обоснованным постановление органа дознания городской полиции от 3 апреля 2014 года о возбуждении уголовного дела по ч. 2 ст. 128.1 УК РФ («Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации»). В настоящее время осуществляется надзор за ходом расследования.

 

АПРЕЛЬ, 8
Телеканал «Дождь»
Савеловский суд Москвы не разрешил телеканалу «Дождь» вернуться в кабельные сети и отклонил иск Общества защиты прав потребителей, представители которого оспаривали отключение «Дождя» крупными операторами. Никаких нарушений закона в их действиях судья Эдита Демидова не увидела. Представители истца оспорят решение суда в вышестоящей инстанции. Сначала «Дождю» перекрыли кислород операторы, а затем это сделал Савёловский суд. Заседание заняло всю первую половину дня. Все ходатайства о переносе слушаний отклонялись. Об этом просили юристы Общества защиты прав потребителей. Дело в том, что все иски против операторов, отключивших «Дождь», судья объединила в один. К Ростелекому и ряду других компаний добавились НТВ-Плюс, Акадо, Вымпелком и Триколор ТВ. В пакетах, которых «Дождь» оставался до конца января-начала февраля, но затем после опроса о блокаде Ленинграда был отключён. После чего телеканал буквально оказался на грани выживания. Конкретной причины, чем вызвано отключение «Дождя» - представители операторов назвать не смогли. Позиция почти у всех была схожей с НТВ-Плюс. Посчитали нецелесообразным дальнейшее вещание. У одного из операторов истёк срок договора с «Дождём», продлевать не стали. Но в Обществе защиты прав потребителей, которые подали иск, уверены: отключение «Дождя» - политическое решение по команде сверху. Истцы настаивали, что операторы связи были не вправе разрывать договор в одностороннем порядке, ведь многие подписывались на пакеты кабельных каналов только ради «Дождя». Его отключение, говорили юристы общества защиты прав потребителей, привело к ухудшению качества услуг. От этого пострадали многие абоненты. К тому же операторы могли транслировать телеканал, вызвавший нарекания у властей, бесплатно. Но делать этого не стали. Представители всех компаний дружно уверяли судью: качество услуг после того как из пакетов убрали «Дождь» осталось прежним. Абонентов предупреждали: трансляция телеканала скоро прекратится. Некоторые операторы заменили «Дождь» другими каналами. Правда, политики там уже не было, новости о природе в основном. Все представители компаний дружно заявили: никакой договорённости об одновременном отключении независимого СМИ между ними не было. Юрист компании Акадо Ирина Крутелёва сообщила: «Дождь» ретранслировали, но никто не обещал, что это будет всегда. Один из факторов рейтинг канала. По словам ответчицы выходило, что у «Дождя» показатели низкие. Представитель общества защиты прав потребителей тут же напомнил, что до того как Акадо отключил «Дождь», он входил в первую тройку по популярности. Любопытно, что за всё заседание опрос о блокаде Ленинграда, который и привёл к отключению канала, никто из операторов так и не упомянул.

АПРЕЛЬ, 8
Борис Юзефпольский
Андрей Казанцев
Портал E1.RU
Вечером около киноконцертного театра «Космос» в Екатеринбурге мужчина, являющийся, по предварительным данным, охранником певца Стаса Михайлова, напал на корреспондентов екатеринбургского портала E1.RU Бориса Юзефпольского и Андрея Казанцева. Инцидент произошел во время концерта популярного певца. Корреспонденты приехали к зданию театра, чтобы пообщаться с поклонниками Стаса Михайлова. Попыток заснять самого исполнителя журналисты не предпринимали. Не стремились они и к тому, чтобы попасть в ККТ «Космос». «В какой-то момент неизвестный мужчина вышел из здания, подбежал к оператору и без объяснения причин стал его избивать, требуя «убираться вон отсюда». В результате была повреждена камера оператора. Затем агрессивный мужчина выхватил у Андрея Казанцева сотовый телефон из рук и забежал обратно в «Космос», после чего его уже никто не видел. Само собой, мужчина не представился, и опознавательного бэйджа на нём не было», – сообщает портал E1.RU. Когда журналисты попытались пройти в здание, чтобы вернуть украденный телефон, дорогу им преградил другой неизвестный. Является ли он представителем певца или одним из организаторов концерта, не ясно. Журналисты E1.RU вызвали полицию: факт нападения зафиксировали, телефон владельцу все же вернули. В настоящее время проводится проверка, по итогам которой будет принято соответствующее процессуальное решение.

АПРЕЛЬ, 9
Радиостанция «Голос Америки»
Руководство агентства «Россия сегодня» приняло решение прекратить вещание на территории РФ радиостанции «Голос Америки», выходившей в эфир в Москве на частоте 810 АМ. Соответствующее письмо с уведомлением о своем решении в Совет управляющих по вопросам вещания США, координирующий работу в том числе «Голоса Америки» и Радио Свобода, отправил генеральный директор «России сегодня» Дмитрий Киселев. В свою очередь, по данным Forbes, письмо Киселева представляло собой ответ на запрос американской стороны о возможности продления контракта на вещание. Послание гендиректора «России сегодня» содержало единственную фразу: «Мы не собираемся сотрудничать». Председатель Совета Джефф Шелл негативно оценил решение коллеги и отметил, что оно ограничивает свободу слова в стране: «Москва решила делать неправильные вещи». При этом он заверил, что радиостанция продолжит вещание в РФ с помощью цифровых и спутниковых технологий.

АПРЕЛЬ, 10
«Взгляд-Инфо»
Заместитель главы Саратова Виктор Малетин на заседании подкомиссии по делам молодежи городской думы высказался по поводу «критики со стороны СМИ работы в сфере молодежи»: «Читаю комментарии и понимаю, что угодно пишут. 57 комментариев и все обо всем. Уже не понимаешь, что к чему», - посетовал Малетин. «Нельзя односторонне обсуждать. Что ни публикация, то постоянная критика. Зачастую, может, она и справедлива, но иногда по-другому», - сказал депутат. После чего заместитель главы города публично предложил корреспонденту ИА «Взгляд-инфо» «не писать то, о чем я сказал».

Взгляд-Инфо, 10 апр; информация Александра Яхонтова (Пенза) другое

АПРЕЛЬ, 10
Александр Сутурин
В Хабаровске оглашено решение апелляционной инстанции по делу о «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений» в одной из хабаровских газет. Центральный районный суд оставил первоначальное решение без изменения. Ранее мировой судья признала главреда газеты виновным в совершении правонарушения и обязала его выплатить штраф в 50 тысяч рублей. Осенью газета «Молодой дальневосточник», промаркированная знаком «16+», опубликовала статью об уволенном учителе, ЛГБТ-активисте Александре Ермошкине. Роскомнадзор усмотрел в статье признаки пропаганды, и зимой мировой судья назначила главреду издания Александру Сутурину штраф в 50 тысяч рублей (см. монитор за январь 2014 года). Причем тогда выяснилось, что в итогах первоначального исследования, которое Роскомнадзор использовал для поддержания своих доводов в суде, не было учтено мнение одного из принимавших в нем участие лиц. А ведь именно этот эксперт, согласно протоколу, сочла, что статья, опубликованная в газете «Молодой дальневосточник», просто информирует о произошедшем.

АПРЕЛЬ, 10
Роман Юшков
Мотовилихинский районный суд Перми назначил судебно-лингвистическую экспертизу заметки «Истерия по-пугачевски», напечатанной в газете «Звезда» 19 июля 2013 года. Прокуратура требует признать этот материал экстремистским, а ФСБ и СКР возбудили по факту публикации два уголовных дела – по части 2 статьи 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием СМИ») и по части 1 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с использованием СМИ»). ФЗГ подробно рассказывал о скандале, вызванном этой корреспонденцией. Доцент Пермского государственного научно-исследовательского университета (ПГНИУ) кандидат географических наук Роман Юшков высказал мнение о проблемах, связанных с кавказским криминалом (см. монитор за март 2014 года). И 19 марта в Мотовилихинском районном суде Перми началось слушание прокурорского заявления о признании статьи экстремистской. Местные подразделения прокуратуры и Роскомнадзора принесли свои доказательства. Среди них - лингвистическая экспертиза из Центра специальной техники (ЦСТ) Института криминалистики ФСБ России, психолого-лингвистическая экспертиза из ФБУ «Уральский региональный центр судебной экспертизы», юридико-лингвистическое исследование из АНО «Содружество экспертов Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина», исследование профессора кафедры речевой коммуникации ПГНИУ Валерия Мишланова и заключение начальника отдела Центра по противодействию экстремизму краевого главка МВД РФ Максима Омигова. Представитель «Звезды» адвокат Аркадий Иванов заявил 19 марта, что в рамках гражданского дела сейчас нельзя давать оценку этим доказательствам. Ведь обвинительного акта по обоим уголовным делам нет. Кроме того, газета и её автор не имели возможности предлагать экспертные учреждения и экспертов, заявлять им отвод и ставить свои вопросы. После трехнедельного перерыва, который предоставила судья Марина Вязовская для подготовки, адвокат Аркадий Иванов озвучил позицию «Звезды» о проведении уже судебно-лингвистической экспертизы. Поскольку никто из сторон не возражал против этих предложений, 10 апреля суд полностью удовлетворил заявленное ходатайство. Экспертиза поручена профессору кафедры общего языкознания Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ) Ивану Подюкову, имеющему 17-летний стаж подобных исследований. На разрешение поставлены 3 вопроса. От доктора филологических наук, в частности, ждут ответов – какие фразы и выражения в оспариваемой публикации являются сведениями о фактах, какие - оценкой со стороны третьих лиц, какие – мнением и предположением самого автора. Эксперту предложено также объяснить семантику, то есть значение использованных Романом Юшковым слов.

АПРЕЛЬ, 10
Газета «Районные будни».
Председатель гордумы города Рыльска Владимир Клевцов и возглавляемое им предприятие подали в Арбитражный суд Курской области иски к газете «Районные будни». Истец, ООО «Рыльское ДРСУ», требует опровергнуть порочащие и недостоверные сведения, опубликованные в издании, а также взыскать с ответчика компенсацию репутационного вреда в размере 4 млн. рублей. Напомним, в марте этого года иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к редакции газеты «Районные будни» был подан председателем гордумы Рыльска и гендиректором «Рыльского ДРСУ» Владимиром Клевцовым. Поводом к судебному разбирательству тогда стал ряд публикации газеты, где критиковалась деятельность истца на посту руководителя строительной организации (см. монитор за март 2014 года). Нынешний иск от имени «Рыльского ДРСУ» связан с теми же публикациями, и претензии остались теми же, только теперь он подан в арбитражный суд юридическим лицом. Истец требует возместить репутационный вред в размере 3 млн. рублей с редакции газеты и 1 млн. рублей с главного редактора издания Валентина Кецманова. Учитывая, что иск лично от Владимира Клевцова содержит требования по возмещению морального вреда в размере 4 млн. рублей, общая сумма по двум искам к редакции и ее главному редактору достигла 8 млн. рублей.

АПРЕЛЬ, 11
СМИ Санкт-Петербурга
В Санкт-Петербурге представители ЛГБТ-сообщества провели на Невском проспекте акцию в поддержку Дня молчания. Люди с заклеенными ртами раздали на улице листовки с информацией о геях, лесбиянках и трансгендрах. На мероприятии были задержаны двое сотрудников СМИ, в отношении них составлены протоколы о нарушении правил курения, сообщает «Фонтанка.Ру». Прочие участники акции беспрепятственно дошли до Казанского собора, заклеив рты черным скотчем. Полиция только сопровождала их, не задерживая.

АПРЕЛЬ, 11
ИА Ura.ru
В Ленинский районный суд Екатеринбурга с иском к информационному агентству Ura.ru обратился начальник главного управления МВД России по Уральскому федеральному округу генерал-майор полиции Николай Мардасов. В пресс-службе ГУ МВД по УрФО сообщили, что поводом для иска послужили опубликованные на сайте агентства выдержки из письма якобы бывших сотрудников уральской полиции. К примеру, в одном из писем сообщалось о существовании связи генерала Мардасова с бывшими соратниками екатеринбургского бизнесмена Павла Федулева, который отбывает 20-летний срок за заказные убийства и рейдерские захваты. Также в письме сообщалось о лоббировании его подчиненными на северных территориях интересов екатеринбургских воров в законе.

АПРЕЛЬ, 12
Андрей Сергеев
В ФЗГ поступила информация, что новосибирский правозащитник и журналист Андрей Сергеев три года назад подал иск, в котором оценил свое право на жизнь в 50 миллионов рублей. Такую компенсацию он потребовал за пребывание в «бесчеловечных условиях» в течение 5 месяцев 9 дней в изоляторе временного содержания отдела МВД по городу Бердску (Новосибирская область). Это не только его слова – так написано в решение суда. Признать эти условия иными было трудно - в качестве доказательства истец предъявил видеозапись, сделанную легально: в камере, рассчитанной на 6 человек, проживают 8, спят на полу, стены кишат клопами, скамеек нет, «обеденный стол» - на расстоянии вытянутой руки от «параши», над камерой – помещение, куда закрывают лиц, доставленных в состоянии алкогольного опьянения, там нет туалета, и когда арестованные стучатся, а их не слышат, что бывает довольно часто, они справляют нужду по углам, и все стекает в нижнюю камеру, стены которой, судя по видео, не просыхают. За три года, которые длился судебный процесс (хотя должен был по закону уложиться в два месяца) впечатление, произведенное на судью этой записью, постепенно уменьшилось: физические и моральные страдания, перенесенные истцом, суд оценил в 15 тысяч рублей. Если разделить их на 159 дней, получается, что компенсация за день пребывания в «пыточных условиях» (таковыми, по материалам дела, признает их сама судья) составляет 94 рубля. Но, как сказал корреспонденту ФЗГ Андрей Сергеев, дело даже не в этом: в обосновании его иска – не только страдания, но и приобретенное в ИВС смертельно опасное заболевание – туберкулез. За время нахождения под стражей он переболел им дважды, о чем свидетельствуют справки и медэкспертиза, и оба раза – путем заражения от сокамерников. Суд посчитал это недоказанным. Вина Сергеева, подозреваемого в причинении телесных повреждений сотрудникам ОВД, тоже не подтвердилась в суде, не нашел подтверждения даже факт правонарушения. Так что пыткам и смертельному риску подвергался человек без вины. У Андрея – двое малолетних детей, и они могли заразиться от него во время свидания. Суд не принял это обстоятельство во внимание, хотя то, что туберкулезом заболел истец, находясь в изоляторе временного содержания, признает. Но, по мнению суда, причиной болезни стали скверные условия в ИВС, а не то, что истец длительное время находился в одной камере с туберкулезниками, чего, кстати, ответчики – представители МВД и Минфина РФ - в ходе заседания суда не оспаривали. Суд считает, что повторного заболевания у Сергеева не было: второй раз он заболеть не мог, потому что и от первого не излечивался. Из судебного постановления следует, что он болел туберкулезом легких непрерывно в течение двух лет, а потом болезнь в тех же антисанитарных условиях «рассосалась». Эта версия, по мнению суда, более правдоподобна, чем та, что после лечения, длившегося 11 месяцев в СИЗО, бердская полиция снова поместила его в камеру того же изолятора, где находились двое больных туберкулезом в стадии распада. На днях Новосибирский областной суд, рассмотрев жалобу Андрея Сергеева, оставил решение суда города Бердска без изменений: компенсация - 15 тысяч рублей. Как сказал ФЗГ Андрей, получив на руки это определение, он подготовит в ближайшее время жалобы в оставшиеся инстанции – вплоть до Верховного суда РФ и ЕСПЧ. В основу их будет положено вступившее в силу судебное решение, признавшее условия содержания в изоляторе бесчеловечными. «В суде фактически было доказано, что в Бердском ИВС много лет не проводилось никакой дезинфекции, и он представлял смертельную опасность для граждан России: здоровые люди содержались вместе с больными в нечеловеческих условиях, заражались туберкулезом, умирали, а правоохранители делали вид, что ничего об этом не знают», - говорит Андрей Сергеев.

АПРЕЛЬ, 12
Идрис Юсупов
В Махачкале задержаны 22 участника несанкционированного митинга в поддержку арестованного бывшего мэра города Саида Амирова. МВД Дагестана сообщает, что их доставили в отдел полиции за нарушение общественного порядка, в отношении них составляются административные протоколы. Как передает «Интерфакс», среди задержанных корреспондент местной газеты «Новое дело» Идрис Юсупов. Саид Амиров был арестован в июне прошлого года. Его обвиняют в организации убийства следователя и подготовке теракта. Амиров вины не признаёт.

АПРЕЛЬ, 13
Все СМИ
В Москве на проспекте Сахарова состоялся митинг в защиту свободы слова и независимых СМИ. Акция прошла под лозунгами «За честные и независимые СМИ», «Против лжи на телеэкранах», «За открытое общество, против ксенофобии». Поводом для митинга стало усиление цензуры на государственных телеканалах. Кроме того, в последнее время давле6нию подверглись целый ряд ряд электронных изданий. В частности, после увольнения главного редактора Ленты.Ру Галины Тимченко из редакции уволились ведущие журналисты издания. Вскоре Роскомнадзор по указанию Генпрокуратуры заблокировал доступ к сайтам Каспаров.Ру, Грани.Ру и «Еженедельному журналу», причем причины блокировки никто не объяснил, несмотря на обращения журналистов. А ранее практически прекратилось вещание телеканала «Дождь» - операторы исключили его из пакетов кабельного телевидения. На митинге выступили актеры Лия Ахеджакова и Алексей Девотченко, журналист Владимир Кара-Мурза, писатель Дмитрий Быков, литературовед Мариетта Чудакова, писатель Людмила Улицкая, музыкант Алексей Кортнев, уволенные или уволившиеся представители оппозиционных изданий. Кроме того, в акции приняли участие журналисты Ольга Романова и Сергей Пархоменко, профессор МГИМО Андрей Зубов. Деятели культуры подвергли критике информационную политику федеральных телеканалов и отдельных телеведущих и призвали власти прекратить вмешиваться в работу журналистов, соблюдать принципы свободы слова и запретить цензуру. В ходе акции были названы «лауреаты» премий за разные виды вранья: «Божья роса», «На голубом глазу», «Врет, как дышит», «Нас всех тошнит», «С пеной у рта», «Ниже плинтуса». Как сообщает Радио Свобода, глава информагентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселев победил сразу в двух номинациях – «Нас всех тошнит» и «Врет, как дышит».

АПРЕЛЬ, 13
Съемочная группа LifeNews
В Москве организаторы «Марша правды» не пустили на митинг журналистов съемочной группы LifeNews. «У нас инструкция - не пускать вас», - пояснил один из организаторов митинга. При этом он отказался объяснять причины и называть свое имя.

АПРЕЛЬ, 13
Сайт «Парламентской газеты»
Официальное издание Федерального собрания РФ «Парламентская газета» сообщило о хакерской атаке на свой сайт. Это произошло 13 апреля около 15.00 МСК. «В результате на сайте появилась не соответствующая действительности информация от имени ФМС РФ», - отметили в пресс-центре издания. По его данным, «сейчас на сайте проводятся массированные распределенные DDOS-атаки». В газете отмечают, что «в ближайшее время бесперебойная работа сайта будет восстановлена».

АПРЕЛЬ, 14 - 30
Евгений Белянчиков
В Карелии прокуратура заподозрила признаки экстремизма в действиях главного редактора. На сайте газеты «ТВР-Панорама» была опубликована частая переписка, которую вели между собой в социальной сети родственники, проживающие в Украине и в России. Они обсуждали события, произошедшие на Киевском майдане и референдум в Крыму. Украинские собеседники нелестно отзывались о произошедшем, не скрывая своего негативного отношения к позиции России. Главный редактор газеты «ТВР-Панорама» Евгений Белянчиков, к которому попала в руки эта переписка, решил её обнародовать, получив предварительно разрешение ее участников. Наиболее резкие высказывания, которые могли быть расценены как покушение на закон, он удалил из текста. После того, как публикация появилась в сети Интернет, на нее отреагировала прокуратура республики, вынеся главному редактору предостережение, в котором сообщалось, что Е. Белянчиков, обнародовав переписку, совершил действия, имеющие признаки экстремизма. По мнению надзорного органа, факт публикации переписки разжигал межнациональную рознь между русскими и украинцами, и мог спровоцировать читателей на комментарии экстремистского характера. Кроме того, в вину Е. Белянчикову ставилось и то, что он под видом достоверных сведений (мнения участников переписки) распространял непроверенные сведения и слухи. Никаких конкретных мер наказания в предостережении не указывалось, но главный редактор предупреждался о недопустимости нарушения законов, и ему было разъяснено, что в «случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке» (цитата текста документа). Главный редактор Е. Белянчиков дал устные пояснения прокурору, не согласившись, однако, с его позицией (хотя текст переписки и удалил с редакционного сайта). А после этого обратился за защитой в суд, где теперь намерен доказать, что никаких экстремистских действия редакция газеты «ТВР-Панорама» не совершала и прокурорское предостережение с главного редактора должно быть снято, так как это - неадекватная мера прокурорского реагирования на публикацию. По мнению Е. Белянчикова, он не нарушил ни одной нормы закона «О противодействии экстремисткой деятельности», поскольку не возбуждал социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, не пропагандировал ничью исключительность, не писал о превосходство кого-либо над кем-либо, не сообщал о чьей-либо неполноценности, и, наконец, публикую переписку, не нарушил ничьих свобод. Он лишь опубликовал субъективную точку зрения авторов, у которых найдутся как сторонники, так и противники среди читателей. Наличие гражданской позиции не может расцениваться как экстремизм, убежден Евгений Белянчиков. Главный редактор оспорил в суде предостережение прокуратуры Карелии. Е. Белянчиков настаивал на том, чтобы представитель прокуратуры определила - какие конкретно фрагменты текста носят противоправный характер и привела бы факты, свидетельствующие, что публикация переписки вызвала действия (в виде комментариев на форуме сайта), подтверждающие экстремистский характер публикации. Помощник прокурора, участвовавшая в судебном процессе в качестве заинтересованной стороны, отказалась выделять какой-то отдельный фрагмент статьи, утверждая, что она в целом побуждает к небезопасным действиям. А таковые не наступили (не было никаких комментариев), поскольку главный редактор после вынесенного ему предостережения сразу же удалил переписку. Странность судебного процесса заключалась в том, что предмет судебного спора, публикация переписки, как бы выпал из поля обсуждения. С одной стороны, именно на данную публикацию отреагировали в прокуратуре, найдя в ней с признаки экстремизма, а с другой – непосредственно в судебном заседании представитель прокуратуры заявила вдруг, что публикация не обнаруживает признаков экстремизма, но в целом ее содержание побуждает к возможным действиям, которые могли носить экстремистский характер. В том смысле, что читатели сайта, обсуждая статью на форуме, могли написать что-нибудь такое, что могло разжигать рознь между украинцами и русскими. Впрочем, и этому предположению у прокуратуры не нашлось подтверждения. Тогда как главный редактор Е. Белянчиков утверждал, что такого в принципе не могло произойти, потому что на сайте существует премодерация и любые комментарии проходят строгий отбор, экстремистские материалы не были бы опубликованы. Судья, выслушав стороны, 30 апреля удовлетворила жалобу Е. Белянчикова, не признав законность действий прокуратуры, ограничивающих свободу слова на основе предположений о возможности экстремистских высказываний.

АПРЕЛЬ, 14-19
Сайт «Зарайский партизан»
Информационный ресурс zar-par.ru (Зарайск, Московская область) снова в строю. С 14 апреля посетители не могли зайти на этот сайт, так как администрация ресурса с привлеченными специалистами пытались отбить нападение хакеров – сайт zar-par.ru подвергся мощнейшей DDos-атаке. Полностью восстановить работу ресурса удалось только 19 апреля. Целью злоумышленников, как считают журналисты, было временное прекращение функционирования «Партизана» на период предвыборной борьбы. У редакции сайта есть предположения на счет того, кому это выгодно.

АПРЕЛЬ, 15
Сайт телеканала Russia Today
Сайт телеканала Russia Today на русском языке подвергся DDoS-атаке около 12.00 часов. Позднее RT частично восстановил доступ к сайту, сообщила пресс-служба канала. «Сервер телеканала RT одновременно получил огромное количество запросов на установку соединения, в результате чего доступ остальным пользователям был перекрыт. Об ответственности за хакерскую атаку пока никто не заявлял», - сообщили в пресс-службе. Частичный доступ к сайту удалось восстановить в 14.00. «В настоящее время ведутся работы по восстановлению полноценной работы сайта», - отмечает телеканал.

АПРЕЛЬ, 15
Портал «Наш город»
Московский портал «Наш город» (gorod.mos.ru) подвергся спам-атаке, при которой неизвестные начали забрасывать сайт сообщениями о проблемах на дворовых территориях, истинность которых не подтверждается. Следует также напомнить, что это не первый казус с порталом «Наш город». В октябре 2012 года представители мэрии сообщали, что главы управ активно писали на gorod.mos.ru хвалебные комментарии сами себе. Тогда служба модерации отклонила более 3,5 тыс комментариев от «благодарных пользователей». Лидерами по количеству самопохвал стали управы на востоке и юге Москвы.

АПРЕЛЬ, 15
Илья Липкинд
В Самаре по факту нападения на редактора информагентства «Саминвестор» Илью Липкинда возбуждено уголовное дело по статье 112 УК РФ («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»). Об этом сообщил сам журналист на странице в социальной сети «ВКонтакте». Кроме того, Липкинд добавил, что 14 апреля он вышел на работу после трехнедельного больничного. «Сломанный нос уже более или менее сросся, правая рука тоже в порядке, да и сотрясение прошло, - написал он. - Вчера записал уже пару программ». Инцидент, после которого Илья Липкинд попал в больницу, произошел вечером 21 марта после церемонии награждения «Блогер года», которая проходила в ресторане «Русская охота». По словам журналиста, сам он произошедших событий не помнит. Однако, по данным блогера, опубликовавшего пост о нападении на Липкинда, у пострадавшего после случившегося была сломана правая рука, пальцы, повреждено лицо и сломан нос (см. монитор за март 2014 года).

АПРЕЛЬ, 16
Газета «Известия»
Полузащитник «Зенита» Андрей Аршавин и руководитель ООО «БалтАвтоТрейд» Петр Тиньгаев подали в Арбитражный суд Москвы иск о компенсации морального вреда в размере 1 рубля к газете «Известия». Соответствующее заявление размещено на сайте суда. Причина иска футболиста к изданию неизвестна. Возможно, поводом послужила статья «Известий» в которой говорилось, что на компанию Андрея Аршавина и Петра Тиньгаева, занимающуюся продажей автомобилей, было подано множество исков от 50 компаний. Общий размер претензий к ним составил 30 млн рублей. Напомним, несколько дней назад сообщалось, что Служба судебных приставов направила в ФК «Зенит» исполнительный документ о взыскании с Андрея Аршавина 50% всех доходов. Указанная сумма будет взыскиваться до достижения его старшим сыном 18-летнего возраста.

АПРЕЛЬ, 16
Вячеслав Суханов
Главный редактор газеты «Коммерсантъ» в Перми» Вячеслав Суханов лишён водительских прав на один месяц за управление личным автомобилем без государственного регистрационного знака. Самое строгое административное наказание за подобное правонарушение было назначено, несмотря на разумность и добросовестность его действий при зимней поездке в отапливаемый гараж для установки этого самого госномера. Накануне Нового года журналист купил новый Hyundai IX35. 19 декабря около 12 часов поставил автомобиль на учет в МРЭО краевого управления ГИБДД, что находится в Перми по ул. Спешилова, 107. И через несколько минут был остановлен возле стационарного поста ГИБДД на ул. Спешилова, 8. Придорожные полицейские составили протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.2 КоАП РФ. Передний госномер действительно не был закреплен на «фронтальной части автомобиля», а лежал в салоне у ветрового стекла. Вячеслав Суханов отметил в протоколе, что не имел технической возможности прикрепить знак. С утра шел сильный снег, температура воздуха понизилась к ночи до 24 градусов мороза, и место крепления обледенело. Пришлось ехать в теплый гараж, чтобы там установить госномер. Все это главный редактор вновь рассказал 16 апреля в Ленинском районном суде Перми, где слушалась его жалоба на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 20 Ирины Рожковой. Служительница Фемиды 21 февраля в отсутствие Вячеслава Суханова признала его виновным в правонарушении и наказала не штрафом, а лишением прав на один месяц. В районном суде выяснилось, что журналист не знал о дате рассмотрения его дела у мирового судьи. Секретарь ошибочно отправила SMS по чужому номеру мобильного телефона, а почтовые извещения Вячеслав Суханов обнаружил в своем почтовом ящике позднее только в марте. Положительная характеристика из ЗАО «Коммерсантъ» в Перми» с указанием на то, что главный редактор использует автомобиль в служебной деятельности, детализация входящих телефонных сообщений, справка о погоде за 19 декабря 2013 года, квитанция об уплате ранее выписанного штрафа за другое нарушение Правил дорожного движения, впрочем, не убедили судью Олега Порошина смягчить наказание. Вячеслав Суханов сообщил ФЗГ о нежелании жаловаться дальше - уже в краевой суд. И заявил, что не чувствует себя виноватым.

АПРЕЛЬ, 16
Все СМИ
Организация Комитет по защите журналистов (Committee to Protect Journalists) 16 апреля опубликовала свой очередной «Индекс безнаказанности» - рейтинг стран, где убийства журналистов чаще всего остаются без последствий для преступников. Россия занимает в списке 10 место, улучшив позицию на один балл по сравнению с прошлым годом. Возглавили рейтинг Ирак, Сомали и Филиппины. Затем – Шри Ланка, Сирия, Афганистан, Мексика, Колумбия, Пакистан, Россия, Бразилия, Нигерия, Индия. В России зафиксировано 14 нераскрытых убийств журналистов за последние 10 лет. Изменение позиции нашей страны в рейтинге связано с тем, что одно преступление против журналиста в 2013 году все же было расследовано - в 2013 году был приговорен к семи годам лишения свободы предприниматель, признанный виновным в организации убийства журналиста Игоря Домникова из «Новой газеты». Однако другие убийства журналистов в России остаются безнаказанными. В частности, авторы рейтинга отмечают почти полное отсутствие прогресса в расследовании убийства Анны Политковской: «Пересмотр судебных дел нескольких подозреваемых в убийстве журналистки продолжался урывками, судебное преследование не сделало успехов», - говорится в докладе. Кроме того, CPJ сообщается о гибели двоих журналистов в прошлом году вследствие нападений. Это застреленный в Дагестане обозреватель местной газеты «Новое дело» Ахмеднаби Ахмеднабиев и Михаил Бекетов, не оправившийся от тяжких ранений, которые он получил в 2008 году, когда в результате нападения он получил страшные травмы. «Ни один человек не был арестован за нападение на Бекетова, несмотря на личное обещание Владимиром Путиным отдать нападавших под суд», - подчеркивается в документе. В CPJ отмечают, что 96 процентов жертв - местные репортеры, занимавшиеся политическими проблемами, коррупцией или освещением военных конфликтов в их странах. Авторы подчеркивают, что «климат безнаказанности порождает насилие», и в восьми странах, которые неоднократно фигурируют в «Индексе» год за годом, новые убийства имели место и в 2013 году. Кроме того, в докладе констатируется, что убийствам часто предшествуют угрозы. «По крайней мере, в четырех из каждых десяти убийств журналиста жертвы сообщили о получении угроз», - сообщается в докладе.

АПРЕЛЬ, 16
Вероника Свизева
Портал 59.ru
«УралИнформ»
В Перми один из сторонников лидера таджикской диаспоры Прикамья Сайфутдина Одинаева, осужденного за грабеж, напал на журналистов, в том числе на корреспондента 59.ru Веронику Свизеву. Инцидент произошел на территории Дзержинского райсуда Перми. Судья Елена Вяткина признала Сайфутдина Одинаева виновным в грабеже и назначила ему наказание в виде лишения свободы сроком на 11 месяцев в колонии общего режима. Суд учел смягчающие обстоятельства: положительные характеристики Одинаева, наличие у него малолетних детей, его плохое здоровье, а также активную общественную деятельность. Срок наказания Одинаеву исчисляется с момента задержания, то есть 30 июля 2013 года. По словам гособвинителя, он будет освобожден уже в июне текущего года. «Нам не разрешили снимать во время оглашения приговора, - рассказывает представительница ресурса 59.ru. – Поэтому мы договорились об интервью с гособвинителем после заседания суда. Стояли на улице, делали подсъемку – здание суда, улица. Вместе с нами окончания процесса ждала большая группа представителей таджикской диаспоры – человек 30. Когда из здания суда вышел адвокат Одинаева, он при виде прессы начал нецензурно выражаться, набросился на оператора «УралИнформ», разбил камеру. У меня тоже была небольшая ручная камера. Адвокат ударил меня кожаным портфелем в лицо, разбил очки. Только когда меня прикрыл журналист «Коммерсанта», он отступил. Еще до начала судебного заседания мужчина угрожал журналистам «разбить камеры», не пускал их в зал. Редакция портала намерена обратиться в правоохранительные органы.

нападение / повреждение видеоаппаратуры / отказ в инф – 2 раза / другое

АПРЕЛЬ, 17
Газета «Свобода и слово»
Редакции газеты «Свобода и слово» в Орехово-Зуево (Московская область) предъявлено сразу четыре иска за публикации, сообщает сайт ozweek.ru и публикует обращение главного редактора «Свободы и слова» Александра Елисова к читателям и рекламодателям. По словам Елисова, два иска предъявил газете бывший сотрудник милиции, а ныне чиновник орехово-зуевской администрации Анатолий Ветюгов. Третий - бывший городской прокурор Игорь Пантюшин. Четвертый - компания, выигравшая конкурс на возведение детсадов в Ликино-Дулёве и Куровском. Елисов называет иски преднамеренной диверсией недоброжелателей в преддверии выборов глав города и района. И напоминает «постоянным героям» своих разоблачительных публикаций об уголовной ответственности за создание помех профессиональной деятельности журналиста. Ещё в 2006 году Пантюшин по заявлению Ветюгова возбудил в отношении Елисова уголовное дело за клевету, но до суда оно не дошло. Ныне пенсионер Пантюшин просит суд защитить свои честь и достоинство и взыскать с газеты 100 тысяч рублей. Компания, строившая детсады, не сдала объекты вовремя, напоминает Елисов. Газета писала о многочисленных нарушениях при строительстве и о том, что эта фирма весьма близка к районной администрации. «Вызывать публикациями общественный резонанс - одна из главных задач настоящей журналистики, о которой многие другие СМИ давно забыли», - уверен главред газеты. «Герои наших расследований предпочитают идти в суд, чем пытаться с нами договориться, предложить деньги за опровержение или за то, чтобы мы убрали статью с сайта, - отмечает он. - Такого на моей памяти не было ни разу, хотя те же самые люди обвиняют газету в продажности и публикации заказных материалов».

Подробности: http://www.regnum.ru/news/1792602.html#ixzz2zc2ZQ6WQ

АПРЕЛЬ, 17
РИА «Новый регион»
Противоречия в работе РИА «Новый регион», стартовавшего как региональный проект в Екатеринбурге, похоже, окончательно вылились в раскол коллектива на российскую и украинскую редакции. Об этом официально заявлено на сайте агентства за подписью руководителей издания Полины Румянцевой, Татьяны Пакуловой и коллектива редакции «НР-Екатеринбург». Согласно ему, причиной раскола послужила внешняя политика двух соседствующих стран: «Агентство, созданное и существующее в России, не согласно с той информационной политикой, которая после обострения ситуации на Украине и включения Крыма в состав России продвигается и доминирует на сайте НР2.ру с подачи украинской и прибалтийской редакций и председателя наблюдательного совета ООО «ИАА «Новый регион» Александра Щетинина. При всей неоднозначности действий, которые совершают обе стороны конфликта «Россия – Украина», трактовка происходящего исключительно с позиции «оккупанты захватывают независимую страну», не кажется нам правильной. Мы считаем, что в данной ситуации разумным будет дать возможность Украине и Прибалтике свободно вещать о своей позиции на другой площадке. «Новый регион», являющийся одним из значимых информационных ресурсов в России, сохраняется на прежнем ресурсе, с базой в Екатеринбурге. Коллективам российских редакций, входящих в «Новый регион», предложено остаться в составе агентства на прежних условиях сотрудничества, сотворчества и взаимовыручки». Стоит отметить, что Александр Щетинин уже давно не появляется в России, и про это заявление коллег узнал от корреспондента ИА «Ура.ру»: «Я про это ничего не знаю. Я же еще в феврале делал заявление, что занимаюсь только Киевом и Украиной. Я просто не очень слежу за состоянием дел в России». Сейчас с сайта российского «Нового региона» можно перейти на украинскую вкладку. А «Новый регион-Екатеринбург» несколько недель назад переехал на новое доменное имя: http://urfo.org/ekb/. Что ж, каждый вправе сделать свой выбор.

АПРЕЛЬ, 17
Игорь Баринов
Евгения Карасева
Стало известно о предстоящих увольнениях двух редакторов медиахолдинга «Омская правда» - Евгении Карасевой и Игоря Баринова. Директор холдинга Дмитрий Поминов назвал это сокращением с целью оптимизации кадров. Принципиально иной позиции придерживаются попавшие под сокращение сотрудники. Игорь Баринов рассказал о реальных причинах своей отставки. «Иначе как целенаправленной и правомерной расправой это не назовешь, - отметил он. - О том, что я больше не работаю в «Омской правде», узнал с утра, когда мне принесли на подпись документ о моем увольнении. В нем говорилось, что в связи с организационно-штатными мероприятиями произошло сокращение штата». Игорь Баринов рассказал, что они с Евгений Карасевой обратились в организованный в феврале этого года профсоюз. И разработали ряд совместных действий. В детали журналист вдаваться не стал. Но отметил, что контрдействия как ответная реакция скоро последуют. Также Игорь Баринов не скрывал, что увольнение двух редакторов отнюдь не первое в ряду громких увольнений. В частности, 2 апреля по настоянию Дмитрия Поминова точно таким же образом сократили двух бухгалтеров медиаходинга. «Они препятствовали выводу денег из холдинга, потому и были уволены, - поделился он. - Теперь «Омскую правду» переведут на аутсортинг, то есть воспользуются услугами левой фирмы, которая якобы за копейки будет вести бухгалтерский учет». И добавил, что консультировался со специалистами. И они популярно объяснили: перевести корпорацию на аутсорсинг абсурдно. Напоследок «неугодный» редактор признался, что неоднократно высказывал свое несогласие с политикой нового директора холдинга Дмитрия Поминова. И не то что спорил, а даже открыто ругал своего шефа в разговоре с начальником ГУиП Сергеем Корабельниковым. По словам уволенного редактора «Омской правды», его «зачистили» за несогласие с политикой директора Дмитрия Поминова.

АПРЕЛЬ, 18
СМИ Новгородской области
Многочисленные нарушения в правилах аккредитации для журналистов при правительстве Новгородской области установила региональная прокуратура. Протест надзорного органа на документ властей полностью удовлетворен, сообщили в ведомстве. «Протест прокуратуры Новгородской области удовлетворен в полном объеме. Правительством Новгородской области подготовлен проект постановления о внесении изменений в правила аккредитации журналистов при правительстве Новгородской области», - сказали в прокуратуре. По данным ведомства, в нарушение закона о СМИ новгородские чиновники установили квоту на аккредитацию журналистов и дополнительные основания для отказа в аккредитации, а также «императивно определяли требования к стилю одежды». В частности, по правилам аккредитации при правительстве Новгородской области от печатных СМИ, информационных агентств и радио могли работать не больше двух человек и не более трех - от телекомпаний. Кроме того, журналистам предписывалось «придерживаться при выполнении профессиональных обязанностей на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых губернатором Новгородской области и правительством Новгородской области, общепринятых норм делового стиля одежды». Основанием для принесения протеста явилось также обращение в прокуратуру Новгородского отделения Союза журналистов России. Председатель организации Ольга Колотнеча высказалась по этому поводу: «Печально, что комитет правительства по взаимодействию со СМИ, призванный помогать профессиональной деятельности журналистов при освещении работы органов власти, создает для этой деятельности дополнительные препятствия, которые приходится преодолевать с помощью прокуратуры».

АПРЕЛЬ, 18
Все СМИ
Глава ЛДПР Владимир Жириновский устроил скандал перед началом пленарного заседания Государственной думы РФ, оскорбив беременную журналистку из МИА «Россия сегодня». Корреспондентка «России сегодня» во время подхода к прессе лидера либерал-демократов спросила, стоит ли России вводить ответные санкции на введенный Украиной запрет на въезд россиян. В ответ Жириновский начал выкрикивать оскорбления в адрес журналистки, а затем оскорблять и вступившихся за нее коллег. «Какие санкции? Да, по-доброму надо, лаской надо! Где там эти придурки, сюда иди!» - сказал он, обращаясь к сопровождавшим его однопартийцам. «Сюда иди тоже, журналистка! Давай, я произнесу, а ты подбегаешь и начинаешь ее жестко насиловать… Христос воскресе! Воистину воскрес! Христос воскресе! Воистину воскрес!» - передает РИА Новости предложения политика. Коллеги журналистки по парламентскому пулу окружили девушку, не давая подойти к ней. Корреспондентка «Интерфакса» попыталась урезонить депутата, обратив его внимание, что он, помимо прочего, оскорбляет беременную. Однако это не остановило Жириновского и он переключился на нее: «Вы будете лишены работы в «Интерфаксе», все! Есть вопросы еще?». МИА «Россия сегодня» обращает внимание на недопустимость такого поведения и требует от лидера ЛДПР принести публичные извинения.

АПРЕЛЬ, 18
Ирина Чулкова
В ФЗГ обратилась журналист из Ярославской области Ирина Чулкова. Она сообщила о судебной тяжбе с главой глава сельского поселения Петровское, который подал на нее в суд иск о защите чести и достоинства за две статьи, опубликованные в одной из районных газет. Глава требовал присуждения морального вреда в размере 50 000 рублей, предъявив 6 пунктов обвинения. Районный суд удовлетворил исковые требования частично, взыскав с ответчика 10 000 рублей Решение областной судейской коллегии, куда Ирина Чулкова обратилась с кассационной жалобой, практически было в ее пользу - признали неосторожной одну только фразу, которую оценили в 2 000 рублей. Главе в рассмотрении апелляции, где он требовал 50 000 рублей, областной суд отказал. Однако глава снова подал на нее в суд по статье 100 ГК РФ – возмещение расходов на адвоката. «Истинная его цель не защита своей чести и достоинства, а желание мне отомстить, подсадить на «финансовую иглу», он знает мои материальные трудности. Он даже в областном суде не скрывал это, заявив о том, что «если мне не присудить выплаты морального вреда, то у него не будет никакой гарантии, что я еще что-нибудь про него не напишу». А я пока в раздумье о том, стоит ли писать кассацию в Верховный суд. Дело не в 2 000 рублях и той сумме, которую мне могут присудить. Дело в том, что фраза, которая помешала мне выиграть областной суд, спорная и трактовать ее можно по-разному. Но как это доказать, я не знаю. А самое главное, что я права в своих суждениях о главе, все это знают, да бояться ему в открытую это заявить, как никак, он бывший начальник УВД района», - сообщила Ирина Чулкова

АПРЕЛЬ, 19
Телекомпания ТВ-2
С вечера субботы 19 апреля 2014 года томская телекомпания ТВ-2 отсутствует в эфире. Телеканал вынужден вещать только через кабельные сети и через Интернет. Официальной причиной прекращения вещания Томский ОРТПЦ - партнер телекомпании, предоставляющий услуги эфирной трансляции телевизионных и радиовещательных программ на территории Томской области, назвал выход из строя передающего фидера - линии передачи энергии. О причинах прекращения вещания и некоторых подробностях дела сообщил в одной из социальных сетей главный редактор телеканала ТВ2 Виктор Мучник. Также главный редактор сообщил своим читателям, что данный фидер, по признанию передающего центра, - 1968 года выпуска. При этом за аренду этого почти музейного экспоната ОРТПЦ (Томский областной радиотелевизионный передающий центр) исправно брал с ТВ2 порядка 300 000 рублей ежемесячно. Как видно по результатам: перерыв вещания уже более чем на неделю с неясными сроками возобновления его, правление передающего центра тратило эти немалые деньги совсем не на замену крайне изношенного и критически важного оборудования.

АПРЕЛЬ, 21
Сергей Резник
В Ростове-на-Дону областной суд оставил без изменения приговор журналисту Сергею Резнику. Он был осужден в ноябре прошлого года на 1,5 года лишения свободы в колонии общего режима. Первомайский районный суд счел его вину доказанной сразу по трем статьям уголовного кодекса - «Заведомо ложный донос о совершении преступления», «Коммерческий подкуп» и «Публичное оскорбление представителя власти». Журналист свою вину не признал ни по одному из выдвинутых обвинений и обжаловал это решение в областном суде (см. монитор за март 2014 года). Апелляционная жалоба рассматривалась в полном объеме: защита имела право представить для исследования и оценки коллегии судей под председательством Сергея Кожевникова важнейшие материалы всех трех уголовных дел. Больше всего вопросов вызывали так называемые «доказательства» по статье 306 УК РФ («Заведомо ложный донос»). Обвинение было построено исключительно на показаниях дважды судимого (причем один раз – за ложный донос) Андрея Солодовникова. Этот гражданин с уголовными наклонностями звонил на сотовый телефон Сергея Резника и угрожал ему и его близким расправой. А когда после обращения журналиста в правоохранительные органы личность звонившего была установлена, он не нашел ничего лучше, как сделать заявление, что Резник сам попросил его об этом. Таким образом, журналист якобы хотел «ещё больше прославиться». В заявлении Солодовникова указаны день и час, когда Резник якобы передал ему сим-карты сотовых телефонов, с которых следовало звонить, и деньги за «услуги», а также указана улица в центре Ростова, где проходила встреча. Однако, как утверждает Сергей Резник, он в это время находился в ста километрах от Ростова в другом городе в гостях у родственников. Адвокаты попросили областной суд запросить у оператора сотовой связи скриншот разговоров Резника по телефону с указанием времени и места, откуда они велись. Это обычная процедура и определение места нахождения человека в то или иное время с помощью данных о пеленгации станций связи его мобильного телефона часто используется именно при проведении следственных действий. Однако коллегия судей Ростовского облсуда отклонила ходатайство адвокатов журналиста, лишив его тем самым возможности представить доказательства своей невиновности. «Прошу принять во внимание такое понятие, как презумпция невиновности, убедительных доказательств моей вины в совершении этих преступлений нет», - обратился к суду с последним словом Сергей Резник. Однако, несмотря на все доводы защиты, суд оставил без изменений решение Первомайского районного суда. Защита Сергея Резника теперь готовит жалобу и на это решение - сначала в Президиум областного суда, а затем, если понадобится, в Верховный суд Российской Федерации и далее в Европейский суд по правам человека.

АПРЕЛЬ, 21
Игорь Домников
Московский городской суд отклонил жалобу на приговор в отношении бизнесмена Павла Сопота, осужденного на семь лет колонии строгого режима за подстрекательство к нанесению тяжких телесных повреждений скончавшемуся впоследствии журналисту «Новой газеты» Игорю Домникову, сообщает РАПСИ со ссылкой на Генеральную прокуратуру РФ. Согласно материалам дела, поводом для совершения преступления стали опубликованные в период с мая 1999 года по февраль 2000 года критические статьи Домникова о социально-экономическом положении в Липецкой области. По данным следствия, материалы, написанные Домниковым, могли подорвать предпринимательскую деятельность Сопота в этой области. Напомним, Люблинский суд Москвы приговорил бизнесмена Павла Сопота к 7 годам лишения свободы по обвинению в подстрекательстве к нападению на журналиста «Новой газеты» Игоря Домникова, в результате которого он скончался. Нападение на Домникова было совершено 12 мая 2000 года в Москве. Злоумышленники забили журналиста молотком в подъезде его дома. После госпитализации Домников около двух месяцев провел в коме и 16 июля 2000 года скончался. Следователи установили и поймали предполагаемых исполнителей и организатора нападения. Следствие возбудило дело в отношении Сопота в апреле 2009 года, через полтора года остановившись на текущем обвинении в подстрекательстве к причинению тяжкого вреда здоровью (см. монитор за май 2000 года, апрель 2009 года, май, октябрь, декабрь 2013 года).

АПРЕЛЬ, 22
«Экспресс-газета»
Савеловский суд Москвы взыскал с издательского дома «Комсомольская правда», куда входит «Экспресс-газета», 1 млн рублей в пользу актрисы Марины Влади по иску о защите чести и достоинства. Об этом сообщила пресс-секретарь суда Олеся Черная. Как сообщила представительница суда, ИД «Комсомольская правда» обязали не только выплатить Влади миллион рублей, но и опубликовать опровержение информации, которую суд признал порочащей репутацию актрисы. Как сообщалось ранее, Влади подала гражданский иск в отношении ИД «Комсомольская правда», в одном из изданий которого появилась статья о ее взаимоотношениях с актером Андреем Соколовым. Актриса заявила, что представленная в газете информация оскорбляет ее честь и достоинство и порочит ее доброе имя (см. монитор за ноябрь 2013 года).

 

АПРЕЛЬ, 22
Сайт «Комсомольской правды в Иваново»
Несколько дней назад на сайте «Комсомольской правды в Иваново» появилась статья с негативными отзывами об авиакомпании «Трансаэро». В ней, в частности, упоминались пропавший багаж и беспомощность экипажа, не способного справиться с хулиганящим пассажиром. Вскоре статья по неизвестным причинам была удалена с сайта. Сайт «Комсомольской правды в Иваново» опубликовал рассказ ивановского предпринимателя Сергея Шубина, которому «Трансаэро» испортила отдых в Арабских Эмиратах. В статье Шубин жаловался, что по дороге в Дубай авиакомпания потеряла багаж с особым детским питанием для его больного ребенка. Спустя несколько дней смесь нашлась, но злоключения семьи Шубина на этом не кончились. На обратном пути в салоне авиалайнера, опять компании «Трансаэро», устроил дебош пьяный пассажир. Он пообещал убить самого предпринимателя и пнул ногой кресло, в котором сидела супруга Шубина с восьмимесячным ребенком на руках. Ни стюардессы, ни другие члены экипажа защищать пассажиров от пьяного хулигана не стали и даже не вызвали полицию в аэропорту посадки, заявив, что «такие случаи происходят почти каждую неделю». Проблемный материал был удален с сайта редакцией, теперь на его месте можно видеть лишь надпись «Дорогие читатели! Страница не найдена. Приносим извинения». Очевидно, в пресс-службе авиакомпании заметили «неугодную» статью и приняли меры по ее нейтрализации. «Зачистка» регионального сайта «Комсомольской правды» выглядит нелепо и крайне непрофессионально. Более того, если такой радикальный подход получит распространение и у других крупных и известных компаний, то вместо свободного информационного пространства, каким задумывался интернет, он превратится в рынок удаляемого контента.

АПРЕЛЬ, 22
Борис Стомахин
Бутырский суд Москвы признал редактора газеты «Радикальная политика» Бориса Стомахина виновным в призывах к терроризму и приговорил его к шести годам и шести месяцам колонии строгого режима за призывы к терроризму, сообщает РИА Новости. Журналист обвинялся по части 1 статьи 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»). 17 апреля представитель гособвинения потребовал приговорить Стомахина к 10,5 года лишения свободы. Он также потребовал запретить подсудимому заниматься журналистской деятельностью в течение 8 лет после отбывания наказания. Уголовное дело в отношении Стомахина было возбуждено после публикации им в 2011-2012 годах в интернете и бюллетене «Радикальная политика» статей «Не допустить нового Холокоста», «Памяти шахидов», «Вторая гражданская« и «Время героев» (см. монитор за ноябрь 2012 года). Свою вину он не признает. В 2007 году Стомахин уже был осужден на пять лет за возбуждение религиозной ненависти и за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием СМИ. Статьи Стомахина публиковались на сайте «Кавказ-Центр», который признан экстремистским. Как следовало из приговора, в своих статьях журналист одобрял действия террористов и его деятельность имела высокую общественную опасность.

АПРЕЛЬ, 22
Итернет
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект из «антитеррористического пакета», упорядочивающий обмен информацией в интернете и, в частности, приравнивающий блогеров к СМИ. Авторами законопроекта выступила группа депутатов во главе с председателем думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой из партии «Единая Россия». Как утверждали авторы документа, он был подготовлен в ответ на теракты в Волгограде в конце прошлого года. Согласно тексту документа, физические и юридические лица будут обязаны уведомлять Росмонадзор о начале передачи информации в интернете, а после ее передачи полгода хранить исходные данные в сети. Эти правила не касаются тех людей, которые распространяют информацию в интернете исключительно в личных домашних и семейных целях. Законопроект также приравнивает популярных блогеров к СМИ. Имена блогеров, на персональных сайтах или страницах которых в соцсетях бывает как минимум три тысячи посетителей в сутки, будут заносить в определенный реестр. С одной стороны, нахождение в реестре позволит блогерам получать деньги за рекламу на своих страницах. С другой стороны, они должны будут проверять достоверность публикуемой информации, выполнять правила предвыборной агитации и указывать возрастные ограничения для пользователей. Им запрещается распространять сведения о частной жизни граждан и экстремистские материалы. За нарушение установленных требований предусмотрен штраф. Для физических лиц он составит от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, а для юридических - от 50 тысяч до 300 тысяч. Критики законопроекта высказывают опасения, что документ является попыткой ограничить свободное распространение информации в интернете и ударит в первую очередь по политическим блогерам.

АПРЕЛЬ, 23
СМИ Санкт-Петербурга
Петербургский Арбитражный суд не удовлетворил иск «Моего района» к «Петербургскому дневнику». В ближайшее время истец намерен оспорить решение судебной инстанции в федеральном Арбитражном суде. Поводом для иска послужила формулировка пункта 24.13 приложения №3 закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год». В этой бюджетной строке прописаны субсидии на выпуск и распространение специализированных изданий «Петербургский дневник» и «Петербургская фотохроника» в размере 177 млн 555 тысяч рублей. По мнению истца, подобная формулировка исключает участие в конкурсе на субсидию других СМИ – ведь по закону О СМИ регистрация двух одноименных названий средств массовой информации не возможна. В связи с этим ООО «Мой район» приняло решение подать исковое заявление (см. монитор за январь 2014 года). Коллегия из 3 судей Арбитражного суда Петербурга рассмотрела иск и постановила: «В удовлетворении искового заявления отказать и признать пункт 24.13 приложения №3 закона «О бюджете» соответствующем закону «О защите конкуренции».

АПРЕЛЬ, 23
Газета «Пермское времечко»
Телекомпания «Урал-Информ»
Свердловский районный суд Перми начал рассмотрение гражданского иска о защите чести и достоинства, который вчинил за публикацию в газете «Пермское времечко» руководитель фракции «Справедливой России»» в краевом Заксобрании Алексей Луканин. С 24 марта по 8 апреля в этом и Мотовилихинском районном суде Перми зарегистрировано уже 7 подобных исков оппозиционного депутата Луканина к СМИ, входящих в близкий к губернатору Виктору Басаргину медиахолдинг. Судья Виктор Тонких провел предварительное слушание по заметке «Нашествие клонов!», напечатанной «Пермским времечком» 11 декабря 2013 года. В публикации рассказывалось о деятельности управляющих компаний, «контролирующих до 70 % жилого фонда Перми». «От всех них, так или иначе, тянутся ниточки к Алексею Луканину», - сообщила газета и привела многомиллионные суммы бюджетных средств, якобы потраченных на выполнение капремонта жилых домов «по фиктивным документам». Депутат требует опровергнуть ряд изложенных сведений как недостоверных и порочащие его честь, достоинство, деловую репутацию. Сам истец в Свердловский районный суд Перми не прибыл, а направил представителя – юриста Петра Цехмистера. Узнать мнение ответчика не удалось. От ООО «Прайм-тайм» - прежнего учредителя и издателя «Пермского времечка» - никто не явился. Выяснилось, что с 3 марта новым учредителем зарегистрировано ООО «Группа компаний «Урал-Информ». Очередное заседание назначено на 20 мая. К этому времени в двух районных судах назначены слушания других 6 исков, предъявленных, в том числе, и к прогубернаторской телекомпании «Урал-Информ». Многочисленные выступления СМИ оказались услышанными силовиками. 12 февраля полиция возбудила уголовное дело по факту особо крупного мошенничества, сопряженного с преднамеренным неисполнением договорных обязательств со стороны заявившего о самобанкротстве ООО «Пермгазэнергосервис». Потерпевшим признано ООО «Газпром межрегионгаз Пермь». Собранные от населения «не менее 80 млн руб.» за использованный газ были перечислены по подложным документам из ООО «Пермгазэнергосервис», где Луканин возглавлял совет директоров, в подконтрольное ему же ООО «Крамор» - полагают полицейские. 6 марта силовики провели обыск в пермской квартире Луканина и по 11 другим адресам. Депутат-эсер не остался в долгу и ответил залпом гражданских исков к СМИ, что в Перми уже прозвали «искометанием». ФЗГ будет следить за развитием событий.

АПРЕЛЬ, 23
СМИ Новокузнецка
В администрации Новокузнецка (Кемеровская область) нарушили закон «О средствах массовой информации». Об этом на одном из новостных сайтов заявил журналист, которого не пустили в главное здание города. Инцидент произошел, когда корреспондент пытался пройти на пресс-конференцию по подготовке к отопительному сезону. Однако путь ему преградили охранники. Они объяснили, что фамилия мужчины в «черном» списке. Его предоставил отдел по работе со средствами массовой информации. При этом, журналист был аккредитован, при себе у него были все необходимые документы, удостоверяющие личность. Как выяснилось, преграды для корреспондента в администрации Новокузнецка ставили и ранее. «Я обратился в отдел по работе со средствами массовой информации администрации города Новокузнецка с просьбой направлять мне пресс-релизы и анонсы мероприятий, проводимых администрацией. Данную информацию направляют всем журналистам города. Однако мне было в этом категорически отказано и разъяснено, что отказ связан с критическими публикациями в адрес администрации Новокузнецка», - отмечается в сообщении.

АПРЕЛЬ, 23-25
Все СМИ
«Общероссийский народный фронт» провел с 23 по 25 апреля 2014 года в Санкт-Петербурге медиафорум с громким названием «Правда и справедливость», который посетили около четырех сотен журналистов со всей страны и множество вип-персон во главе с президентом В. Путиным. Куда же приведет путь, по которому предлагают двигаться отечественной журналистике? Идея вроде бы и благородная – собрать региональных журналистов и обсудить наболевшие вопросы. Вот только, как часто бывает, реальность отрезвляет. В сказку про слет независимых сотрудников прессы на берегах Невы даже хочется поверить, но почему же в числе участников большинство представляют средства массовой информации, прямо или косвенно встроенные в вертикаль пропагандистской машины? Одна из действительно независимых участниц, главный редактор (и собственница!) небольшой газеты наивно удивляется: «Я-то думала, что позовут тех, кто на свои деньги существует. Но таких, как я, - меньшинство здесь». Организатор мероприятия – «Общероссийский народный фронт» (ОНФ). Идеология его понятна: поддержка власти, но возможность критики отдельных ее действий (особенно на региональном и местном уровне). Но при этом сопредседатель Центрального штаба этой организации Ольга Тимофеева начала мероприятие с лихой фразы про «условность независимой журналистики». Ее поддержал Арам Габрелянов, не забыв, правда, добавить, что и государственных СМИ быть не должно. Значит ли это, что плюрализм в медиапространстве допустим? Вопрос повис в воздухе, и только главред и владелец «Независимой газеты» Константин Ремчуков попытался внести в повестку дня тему миссии журналистики и ответственности перед аудиторией. В кулуарах больше обсуждали, кто как выживает. И корили-корили ОНФ за их выступление против выделения бюджетных средств региональным СМИ. Недобрым словом эту инициативу вспоминали все: и «государственники», и представители частных компаний. Несколько лет назад Фонд защиты гласности уже отмечал в ходе исследования по проекту «Карта гласности», что самым губительным для российской журналистики на местах стало не прямое или косвенное давление властей, а фактический подкуп ими СМИ. Пряник оказался страшнее кнута. Самым громким событием медиафорума оказался – и вполне ожидаемо – визит Владимира Путина. Приехав на второй день мероприятия, глава государства похвалил региональных журналистов и журналистов вообще, приравняв их к правозащитникам, но тут же вернул с небес на землю, высказавшись в поддержку негативно воспринятого в профессиональной среде законопроекта о приравнивании блогеров к журналистам. Впрочем, не бывает минусов без плюсов, и ОНФ может гордиться: президент пообещал вернуть субсидии «Почте России» на подписку. Если слово будет сдержано, то печатная пресса (в особенности на местах) вздохнет с облегчением. Случится это, скорее всего, уже в следующем году. Словно услышав общее недовольство участников трудностями с государственным финансированием, ОНФ представил инициативу выделения грантов для деятельности журналистов. Вроде бы это будет касаться неких расследований коррупции местных властей и т.п. Также ОНФ пообещал оказывать правовую поддержку тем, кто пострадает от действий чиновников и олигархов. Подчеркнем: объявлено было о поддержку журналистов от действий местных чиновников. А если нападают федеральные?

АПРЕЛЬ, 24
Александр Ходзинский
В Иркутске судья апелляционной инстанции по делу об убийстве журналиста Александра Ходзинского принял к рассмотрению ходатайство стороны потерпевших о проведении повторной психолого-психиатрической экспертизы Геннадия Жигарева. В Иркутском областном суде продолжается рассмотрение дела, по которому экс-заммэра Тулуна Геннадию Жигареву вынесен обвинительный приговор и в качестве наказания за убийство журналиста Александра Ходзинского присуждено ограничение свободы на год и десять месяцев (см. монитор за июль 2012 года, январь 2014 года). Адвокаты Геннадия Жигарева ранее тоже подал ходатайство в апелляционную инстанцию: они намерены добиться полной отмены приговора и признания своего подзащитного не виновным в убийстве, поскольку, якобы, тот действовал в ситуации самообороны. Повторную психолого-психиатрическую экспертизу на этот раз будут проводить не в Иркутске, а в Москве - в Институте им. Сербского. Таким образом, московские эксперты проверят состоятельность версии о том, что убийство Жигарев совершил в состоянии аффекта. К слову, именно эта версия адвокатов Жигарева помогла переквалифицировать дело с ч.1 ст. 105 УК («Убийство») на ч.1 ст. 107 («Убийство в состоянии аффекта»). Таким образом, суд первой инстанции вынес приговор, по которому Геннадий Жигарев получил более мягкое наказание. Однако приговор не вступил в силу, поскольку был оспорен в вышестоящей судебной инстанции. 24 апреля в Иркутском областном суде выступила эксперт-психолог Путинцева, которая указала на недочеты психолого-психиатрической экспертизы, на основании которой суд первой инстанции переквалифицировал преступление с ч.1 ст. 105 УК («Убийство») на ч.1 ст. 107 («Убийство в состоянии аффекта»).

АПРЕЛЬ, 24
Сайт chelbusiness.ru
В Челябинске журналистов сайта chelbusiness.ru не пустили на торжественный прием к исполняющему обязанности губернатора Челябинской области в рамках проекта «Славим человека труда!». Прием проходил в гостинице «Малахит». Все пространство вокруг гостиницы было сплошь заставлено дорогими авто, которые охранял специальный гаишник. Едва журналисты пробрались в гостиницу, в холле некий человек с бейджем «Оргкомитет», представившийся сотрудником Минпрома Челябинской области, заявил, что приём является частным, они не приглашены. После этого распорядился охране не пускать корреспондентов. «Мы предъявили присутствовавшим полицейским наши удостоверения журналистов, паспорта, объяснили цель визита и потребовали пресечь нарушение, пропустить нас, -объяснил журналист Стас Вахрушев, - но полицейские никаких действий не предприняли. Думаю, нас не пропустили только потому, что мы могли увидеть на этом банкете чиновников (никаких рабочих там и близко не наблюдалось) что-либо нелицеприятное, и написать об этом. И если вечеринка частная, почему ее охраняют госавтоинспектор и полиция? Принимать письменное заявление по поводу недопуска журналистов на прием полицейские также отказались.

АПРЕЛЬ, 25
Владимир Афанасенко
Ольховский районный суд Волгоградской области признал незаконным увольнение главного редактора газеты «Ольховские вести» Владимира Афанасенко. Согласно решению, вынесенному накануне, суд обязал главу администрации района Анну Сивкову восстановить главного редактора в должности с выплатой денежного содержания за вынужденное отсутствие на работе. Кроме того, суд удовлетворил иск Владимира Афанасенко в части возмещения морального ущерба, который тот понес в результате незаконного увольнения. Семь тысяч рублей главному редактору выплатит администрация района, а три тысячи рублей – министерство по делам территориальных образований и информационной политике Волгоградской области, где дали согласие администрации района на незаконное смещение с должности главного редактора. Как рассказал ИА «Высота 102» Владимир Афанасенко, который к тому же является депутатом Ольховской районной думы, это незаконное увольнение - уже третье за последние три года из 10 лет его работы на посту главного редактора районной газеты. Первый раз он был смещен с должности по решению той же Анны Сивковой в феврале 2011 года по статье трудового кодекса, которая позволяет расторгать контракты с руководителями без объяснения причин. Сам В. Афанасенко связывает то увольнение с тем, что он был одним из немногих депутатов районной думы, которые выступили с резкой критикой введения в районе института сити-менеджера и отмены прямых выборов главы администрации района. Тогда В. Афанасенко опубликовал в районной газете статью под названием «Попытка переворота». Главный редактор также воспротивился публикации в районной газете решения районной думы о введении института сити-менеджера, так как этот документ не прошел необходимой законной процедуры - предварительного согласования в управлении юстиции по Волгоградской области. Между тем, как считает В. Афанасенко, такая торопливость чиновников была связана с тем, что они не успевали по срокам узаконить процедуру отмены прямых выборов главы района. Тогда по решению главы администрации района Сивковой он был уволен, а номер газеты с тем самым несогласованным управлением юстиции постановлением думы вышел под руководством уже нового главного редактора. Однако суд позднее признал незаконным увольнение Владимира Афанасенко, и он был восстановлен в своей должности. Впрочем, в администрации района предприняли еще одну попытку увольнения главного редактора, правда, до рассмотрения дела в суде, куда вновь обратился Афанасенко, это решение чиновники сами и аннулировали. По словам главного редактора газеты «Ольховские вести», поводом для последнего увольнения он считает статью, опубликованную в газете, о скандальной истории, в которой оказался замешанным глава района Александр Голенев. Информагентство «Высота 102» также сообщало о том, что Александр Голенев стал фигурантом уголовного дела об избиении фермера и убийстве домашней свиньи, принадлежащей фермеру. После публикации этой статьи на районной думе главному редактору устроили «разнос» и предложили администрации района выйти из состава учредителей газеты. Что, по словам главреда, и было тут же сделано, правда, официально не оформлено. Однако финансирование газеты было тут же резко секвестировано. Так, если в прошлом году на газету «Ольховские вести» было заложено 640 тысяч рублей в год, то в этом году – всего 288 тысяч рублей. То есть, образно говоря, в месяц на содержание газеты тратится всего 24 тысячи рублей. За незаконные решения чиновников расплачиваться будет казна – бюджет Ольховского района и бюджет Волгоградской области.

АПРЕЛЬ, 26
Съемочная группа нижнекамской телерадиокомпании
ТРК Казань
В Татарстане журналисты нижнекамской телерадиокомпании, прибывшие к месту пожара на один из складов в село Большое Афанасово, были атакованы работниками склада. Они не просто отказались пускать съемочную группу, но и напали на журналистов, закидав автомобиль камнями и угрожая расправой. Съемка самого пожара закончилась, даже не успев толком начаться. Сотрудники базы сразу повели себя агрессивно. Водитель и оператор услышали в свой адрес угрозы расправы: «Если хоть что-то всплывет - я найду вас и перережу!», - заявил один из нападавших. Не дали съемочной группе и спокойно уехать с места происшествия. Все тот же мужчина ворвался в машину, выхватил ключ зажигания и сломал камеру. При этом нападавший потребовал удалить все видеозаписи. Это не первый случай нападения на журналистов в Татарстане. Пару недель назад лишился камеры и сотрудник телекомпании «ТРК Казань», снимавший на свой мобильный телефон, как дорожные рабочие укладывают асфальт в пасмурную погоду прямо в лужи. Заявления по обоим случаям уже в полиции, и за свою агрессию нападавшим придется отвечать по закону.

нападение / угрозы / отказ в инф – 2 раза / изъятие/повреждение видеоаппаратуры – 2 раза

АПРЕЛЬ, 27
Газета «Бизнес-курс»
Коллегия Омского областного суда не придала значения моральным страданиям министра культуры области Виктора Лапухина, которого бывший главный дирижер Омского академического симфонического оркестра Евгений Шестаков причислил к «ошметкам полежаевского режима», имея ввиду круг чиновников и администраторов, входивших в команду бывшего губернатора, которые после его ухода на заслуженный отдых остались на своих должностях или даже пошли на повышение и продолжают руководить творческими коллективами. Как мы сообщали ранее, за это словосочетание и еще 8 фраз, оскорбивших истца, он потребовал с автора и еженедельника «Бизнес-курс», опубликовавшего на своем сайте открытое письмо новому губернатору Виктору Назарову солидарно около 1 млн. рублей (см. монитор за февраль 2014 года). Куйбышевский райсуд удовлетворил иск министра частично: постановил опровергнуть две фразы, уменьшив материальные притязания истца почти в 30 раз – ущерб, причиненный публикацией его репутации, был оценен районной фемидой в 35 тыс. рублей. Областная же сочла, что и эту сумму выплачивать ему нет оснований. Как выяснилось, райсуд не подвергал лингвистической экспертизе следующее суждение: «Лапухин В. как министр культуры – это больше, чем ошибка, это - фарс», но, тем не менее, признал, что оно «порочит честь и достоинство» главы облминкульта. Апелляционная коллегия постановила, что опровержения требует только одно предложение, где говорится, что деятельность министра «опустила до плинтуса некогда известные, даже знаменитые в СССР, России, Европе омские творческие коллективы». В то же время, по мнению облсуда, оно не причинило истцу морального вреда. Ответчикам следует оплатить только судебные издержки: с каждого будет взыскано по 2 700 рублей. При этом министр должен возместить дирижеру часть затрат, понесенных им на тяжбу, в сумме 50 руб.

АПРЕЛЬ, 27
СМИ Северо-Кавказского федерального округа
В Пятигорске (Ставропольский край) прошло учредительное собрание Ассоциации СМИ Северного Кавказа. Участники сформировали Правление, определили основные задачи и план работы, а также приняли Кодекс СМИ Северного Кавказа. В нем, в частности, говорится: «Мы открыты контактам и сотрудничеству со всеми, кто разделяет объявленные нами базовые принципы». Базовые принципы тоже сформулированы: «поддерживать созидательные процессы» на обозначенной территории. И задачи, стоящие перед новым объединением, обозначены: консолидация усилий по формированию информационного пространства региона, формирование общеокружной информационной повестки и совместная отработка информационных угроз в регионе и за его пределами». В связи с абсолютно расплывчатыми формулировками, изобилующими во всех принятых документах нового объединения, возникает множество вопросов. А что, в Северо-Кавказском регионе есть СМИ, не соответствующие «базовым принципам»? Которые против созидания? За разрушение? За отрицательный имидж региона? Я лично таковых не знаю. Но, видимо, они есть, если потребовалось сформировать «единое информационное пространство», «общеокружную информационную повестку» и «совместную отработку информационных угроз». И, видимо, мало Кодекса профессиональной этики российского журналиста, раз надо изобретать велосипед местного, регионального разлива? Есть большие подозрения, что вышеупомянутое «пространство» будет создаваться на немалые бюджетные деньги, если все эти масштабные посиделки проходят под эгидой полпредства и лично полномочного представителя Президента РФ в СКФО Александра Хлопонина. И «пощупать» созданное, в связи с его неконкретностью, ни у кого не получится. Хотелось бы все эти вопросы задать организаторам и участникам новорожденной Ассоциации, но независимые СМИ (а их в регионе можно посчитать по пальцам одной руки) на такие мероприятия не приглашают.

АПРЕЛЬ, 28
Медиахолдинг PrimaMedia
ОНФ просит прокуратуру пресечь давление на участников медиафорума с Сахалина и из Бурятии. Активист Народного фронта, депутат Госдумы Михаил Старшинов направил запрос в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить сведения о давлении на журналистов - участников медиафорума «Правда и справедливость», прошедшего в Санкт-Петербурге, сообщает пресс-служба ОНФ. Напомним, что 24 апреля журналисты Бурятии и Сахалина рассказали президенту России, лидеру Общероссийского народного фронта Владимиру Путину о злоупотреблениях при госзакупках и распределении муниципальных контрактов. Представитель сахалинского подразделения медиахолдинга PrimaMedia Руслан Овчинников предложил президенту ужесточить фильтр для тех, кто находится во власти или планирует в нее попасть. По мнению журналиста, для такого стратегически важного региона, как Сахалин этот вопрос актуален, в островной области то и дело всплывают политики и чиновники, имеющие связи с США. И, в частности, на форуме было упомянуто, что экс-мэр Южно-Сахалинска Андрей Лобкин имел вид на жительство в США. «Я направил запрос в Генеральную прокуратуру с просьбой разобраться в обстоятельствах дела, проверить факты давления на журналистов по итогам их выступлений на медиафоруме ОНФ. К примеру, сахалинская тема не в первый раз появляется на страницах СМИ, что заставляет вспомнить об известной пословице «дыма без огня не бывает». Теперь и поведение местных чиновников станет предметом для рассмотрения в правоохранительных органах», - заявил член Центрального штаба Общероссийского народного фронта Михаил Старшинов.

АПРЕЛЬ, 28
Пресса Ростовской области
Законодательное собрание Ростовской области направило обращение министру связи РФ в связи с резким повышением «Почтой России» тарифов на доставку газет. С 1 апреля почти в два раза повысились тарифы на доставку периодических изданий. «Несмотря на ожидания рынка, предприятию удалось избежать многократного увеличения конечной цены… «Почта России» рассчитывает, что предпринятые меры позволят в рамках кампании на второе полугодие 2014 года сохранить подписные тиражи изданий», - написано по этому поводу на официальном сайте ведомства. Его руководители заявляли, что раз в бюджете Российской Федерации на второе полугодие 2014 года уже нет привычной строки о субсидировании этого вида почтовых услуг, у «Почты России» просто нет другого выхода, как поднять цену. Мало того, субсидий не будет и впредь: 12 марта 2014 года Государственной Думой в первом чтении принят законопроект «О почтовой связи». Согласно ему, правительство РФ прекращает государственные субсидии для «Почты России» на покрытие убытков, связанных с доставкой газет и журналов. Так причем же тут почта, если, опять, выходит, во всем виновато правительство? Однако журналистское сообщество придерживается другого мнения на этот счет: «Подписная цена наших газет на второе полугодие возросла от 70% до 100%, - говорит Генеральный директор издательского дома «Крестьянин» Ирина Самохина. – Например, подписка на газету «Крестьянин» подорожала с 370 до 500 рублей. Это очень существенно для нашей читательской аудитории, которая отличается большой ценовой чувствительностью. При этом стоимость доставки газеты составляет 297 рублей – почтовики берут себе больше половины всей заплаченной читателями суммы». Как такое вообще может быть? Выходит, что работа по доставке издания подписчику стоит больше, чем затрачивается на весь процесс выпуска газеты - от оплаты труда журналиста до стоимости бумаги и услуг типографии? Конечно, это абсурд, однако «Почта России» и те, кто лоббирует ее интересы, считают, что так и должно быть. Это говорит о том, что серьезный аудит истинных и мнимых затрат почтовиков никто не проводил. Больше всего от непомерных аппетитов монополистов пострадают областные и районные газеты и их читатели в сельской глубинке, где нет газетных киосков. «Почтовые тарифы для нашего «Перекрестка» выросли в 2,5 раза, а стоимость подписки увеличилась на 40,98%, - говорит редактор Белокалитвинской районной газеты Светлана Алипова. - Цена на подписку на «Перекресток» на первое полугодие составляла 366 рублей, из них 100 – стоимость доставки. Теперь же, на второе полугодие, она составляет 516 рублей, из которых 250 идут на оплату почтовых услуг. Для селян это очень существенное повышение». Именно селяне пострадали в итоге больше всех: стоимость газет, журналов и других печатных изданий по подписке стала в среднем в 2-3 раза выше, чем в рознице. Эксперты прогнозируют уменьшение числа подписчиков и падение тиражей газет, что не может не ударить бумерангом по самому почтовому ведомству: уменьшение и без того мизерных зарплат и сокращения штатов почтальонов в такой ситуации неизбежно. «Складывается впечатление, что нынешних руководителей «Почты России» низовое звено совсем не волнует. Возможно, они просто хотят перепрофилировать свой бизнес, поэтому им интересны здания, сооружения почтовой службы и возможность создать банк «Почты России», - говорит Председатель Ростовского областного отделения Союза журналистов России, редактор газеты «Наше время» Вера Южанская. – По нашей инициативе депутаты Донского парламента направили обращение министру связи и массовых коммуникаций РФ Николаю Никифорову, в котором настаивают на пересмотре принятых решений и на принятии экстренных мер к изменению системы формирования подписных тарифов на газеты и журналы. Всего за три года - с января 2011-го по январь 2014-го, как констатируют аналитики, цены на прессу выросли на 32%, в то время как средний рост цен на потребительские товары составил 19%, то есть рост цен на прессу почти в два раза обгоняет рост цен на другие товары. На этом фоне как глас с небес прозвучало обещание президента Владимира Путина на медиафоруме в Петербурге оказать поддержку региональным СМИ. Как сообщили осведомленные СМИ, на первом этапе должны быть заморожены тарифы «Почты России» для подписчиков, на втором - введено госсубсидирование подписки. Администрация президента якобы готовит распоряжения главы государства, направленные на уменьшение финансовых рисков для региональных изданий. На первом этапе будут заморожены тарифы «Почты России» на доставку подписных изданий, на втором - введено госсубсидирование подписки региональных общественно-политических СМИ. «Почта России» эти новости пока никак не комментирует.

АПРЕЛЬ, 28
СМИ Екатеринбурга
Впереди выборы. Госдума в очередной раз затеяла непонятную реформу - когда муниципалитеты городов-миллионников, и вообще крупнейших городов России, должны отказаться от избрания мэров. Общественность лишается собственного голоса в выборе лидера территории. Неужели непонятно: чем больше дробишь электорат, тем проще им управлять. При этом число самостоятельных СМИ в регионах стремительно сокращается. И фокус внимания на проблемы сокращается. И это не отнюдь рынок, это волюнтаризм управленцев. Пример - Екатеринбург. Сейчас в столице Урала осталось всего 3 печатных газеты: «Уральский рабочий», «Вечерний Екатеринбург», «Областная газета». При этом тираж «Уральского рабочего» в период гласности зашкаливал за 600 тысяч, это был рекорд для регионалов. Ныне чемпион в России - «Областная газета», уже который год она берет приз Национальной тиражной службы - более 77 тысяч ежедневно. При этом все горожане прекрасно осознают: «Областная» - это орган губернатора, а «Уральский рабочий» и «Вечерка» - рупор городских властей. Попытки создать альтернативу, увы, прекращались по мере экономического удушения. Пример: «Вечерние Ведомости» и «Подробности». Сейчас возникающие на фоне близлежащих выборов некие «Коммуналки», «Метро» и прочее вызывают уже стойко негативное отношение горожан к прессе. Особенно это заметно по телевидению. Самостоятельных программ на Свердловском телевидении осталось практически 0. Некогда популярный «4 канал» - куплен и ангажирован областной властью. Не говоря, естественно, про «Областное телевидение». У местных олигархов, а конкретно - у УГМК, остался «10 канал». И в принципе его смотрят, учитывая социально-ориентированную политику компании, и хотя бы ее спортивную ориентированность. Интернет – это отдельная тема. Думается, что среди регионов России, а может быть и столиц, на Урале создан прецедент открытости. У нас порядка 20 интернет-изданий, в том числе и с десяток крупных. То, что они публикуют, не комментирую, но разность мнений помогает создать аудитории почву для возникновения позиции. Однако, учитывая, что Госдума опять обостряет ситуацию по поводу бесконечных якобы-выборов, можно прогнозировать появление сотен СМИ-однодневок, которые на своих страницах или в эфирах в очередной раз будут обещать несусветное счастье для, пардон, электората.

АПРЕЛЬ, 28
ИА «Высота 102»
Глава администрации Волгограда Александр Чунаков выгнал корреспондента ИА «Высота 102» с заседания балансовой комиссии по оценке эффективности муниципальных предприятий. Журналист информагентства, присутствовавший в зале заседаний мэрии, пояснил сити-менеджеру, что находится здесь в соответствии с федеральным законом о СМИ, а также попросил чиновника разъяснить причины своего удаления. Сити-менеджер убедительных аргументов не привел, но настоял на проведении заседания в закрытом режиме.

АПРЕЛЬ, 28
«Грани.Ру»
«Ежедневный Журнал»
«Каспаров.Ру»
Генпрокуратура объяснила, за что заблокированы «Грани.Ру, «Ежедневный журнал» и «Каспаров.Ру»: эти сайты «формируют убеждение в приемлемости противоправных деяний». Напомним, что 13 марта эти три оппозиционных российских медиа были заблокированы Роскомнадзором по требованию Генпрокуратуры РФ (см. монитор за март 2014 года).

АПРЕЛЬ, 28
Газета «Звезда»
В Перми Кирилл Маркевич, создатель близкого к пермскому губернатору Виктору Басаргину медиахолдинга, предъявил к краевой газете «Звезда» иск о защите чести и достоинства, деловой репутации, компенсации морального вреда в размере 40 тыс. руб. за публикацию «В голубом свете» от 25 марта. Среди прочего, он приложил к заявлению и постановление Увельского районного суда Челябинской области, в производстве которого находилось уголовное дело в отношении истца по статье 264 УК РФ («Нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»). Из документа видно: 26 апреля 1998 года на трассе Челябинск-Троицк 19-летний в ту пору водитель «Форда» К. Маркевич превысил скорость. Машина съехала в кювет и перевернулась, а пассажир С. Бондарева получила телесные повреждения средней тяжести. 24 августа 1999 года подсудимый признал вину в совершении преступления, в содеянном раскаялся. Ему грозило до двух лет заключения с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет, но с согласия К. Маркевича Увельский районный суд применил амнистию, объявленную Госдумой 18 июня 1999 года, и прекратил уголовное преследование. Амнистированный пиарщик теперь использовал постановление в качестве доказательства по гражданскому делу. Он указал за допущенную «Звездой» неточность при названии статьи 264 УК РФ в редакции 1999 года с использованием фразы «тяжкий вред здоровью». И отметил: автор Сергей Иванов обвинил его в совершении преступления, которого он не совершал и судимости за которое не имеет. К. Маркевич напомнил также, что причинение в ДТП вреда здоровью средней тяжести на сегодня декриминализировано и не относится к уголовно наказуемым деянием. Предварительное слушание гражданского дела состоялось в Мотовилихинском районном суде Перми 28 апреля. Судья Татьяна Опря решила направить запрос в Увельский районный суд Челябинской области для истребования сведений по уголовному делу Кирилла Маркевича. Очередное заседание назначено на 27 мая.

АПРЕЛЬ, 29
Сайт компании «Группа информационной безопасности»
Компания «Группа информационной безопасности» (Group-IB) подала иск к Ростелекому и Роскомнадзору с требованием возместить ущерб от незаконной блокировки ее сайта. Компания требует с ответчиков 150 млн рублей. Предварительное заседание по делу назначено на 23 мая 2014 года. Как сообщил гендиректор Group-IB Илья Сачков, речь идет о блокировке сайта, которая произошла в ноябре 2013 года. Сайт был заблокирован по ошибке. В Group-IB уверены, что эта ошибка нанесла компании серьезный репутационный ущерб, передают «Ведомости». Основанием для иска стала статья Гражданского кодекса «Защита чести, достоинства и деловой репутации». Поскольку Group-IB работает, в частности, в сфере информационной безопасности и расследует компьютерные преступления, ей критически важно, чтобы ее сайт был работоспособным, уточнил корпоративный советник Group-IB Анатолий Земцов. Здесь же проблема была даже не в отсутствии доступа к информации на сайте, объясняет Земцов, а в том, что вместо его главной страницы вниманию неограниченного круга пользователей представала страница с надписью о том, что сайт заблокирован, так как содержит противозаконную информацию. Блокировка сайтов в Рунете стала возможной после того, как летом 2012 года Государственная дума РФ внесла поправки в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и еще в некоторые законодательные акты. Эти поправки вменили Роскомнадзору в обязанность вести черный список интернет-ресурсов – тех, на которых обнаружена противоправная информация (об изготовлении и способах употребления наркотиков; о детях, пострадавших в результате противоправных действий; детское порно; пропаганда суицида). Веб-страницы из этого списка операторы должны блокировать, не дожидаясь решения суда. Но не у всех операторов есть техническая возможность блокировать отдельные страницы; в подавляющем большинстве случаев они перекрывают доступ к сетевому IP-адресу, который помимо «проблемного» сайта могут использовать и другие, вполне добросовестные компании.

АПРЕЛЬ, 29
Телеканал «Дождь»
Телеканал «Дождь» сокращает половину своих сотрудников. Об этом сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе канала. «Сейчас у нас происходит сокращение штата, в течение мая из 300 сотрудников останется работать примерно 150 человек», - сказали в пресс-службе. В частности, уточнили в пресс-службе, свой последний выпуск новостей на «Дожде» провел телеведущий Никита Белоголовцев. По словам собеседника агентства, сокращение не коснется известных ведущих телеканала - Павла Лобкова и Тихона Дзядко. В последнее время телеканал «Дождь» испытывает серьезные финансовые проблемы, которые связаны с отключением вещания канала крупнейшими операторами связи из кабельных сетей (см. монитор за январь – март 2014 года).

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни