Результаты мониторинга
13 Февраля 2014 года

Результаты мониторинга ФЗГ – январь 2014

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 2 (Юрий Сурин, фотокорреспондент «Тверских ведомостей», Тверь; Александр Коряков, фотограф «Коммерсанта», Санкт-Петербург)

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 3 (газета «Улаганнын солундары», Республика Алтай; телеканал «Дождь», Москва; СМИ Дагестана).

Уголовное преследование журналистов и СМИ  ().

Увольнение редактора, журналиста  2 (Марина Афанскина, редактор газеты «Ононская правда», Забайкальский край; Татьяна Тадыева, главный редактор газеты «Улаганнын солундары», Республика Алтай).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 6 (Юрий Сурин, фотокорреспондент «Тверских ведомостей», Тверь; Дмитрий Вохминцев, журналист портала «7Х7», Киров; Олег Сухов, журналист The Moscow Times, Москва; съемочная группа телепрограммы «День», Республика Коми; Иван Седуш, журналист 23 телеканала, Ростовская область; Пьер Арвиль, корреспондент Le Figaro, в Дагестане).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков  18 на сумму 8 400 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков  7, удовлетворено  1, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 0 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 21

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – ().

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 2 (газета «Черкесск: вчера, сегодня, завтра», Карачаево-Черкесская Республика; газета «Ононская правда», Забайкальский край).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 24 (телеканал «Дождь» - в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Уфе, Перми, Ярославле, Самаре, Нижнем Новгороде, Волгограде, Москве и Московской области, Воронеже, Кургане, Чебоксарах, Томске, Челябинске, Курске, Новосибирске, Абакане, Сургуте, Омске, Пензе, Йошкар-Оле, Рязани, Барнауле).

Прекращение выхода СМИ – ()

Изъятие (скупка, арест) тиража  1 («Новая газета в Рязани», Рязанская область).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 2 (сайт www.chugunka.net-Солнечногорская газета», Московская область; сайт газеты «Ведомости», Москва).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников  ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (фотокамера Александра Корякова, фотографа «Коммерсанта», Санкт-Петербург).

Отказ в регистрации СМИ  ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - 1 (редакция газеты «Улаганнын солундары», Республика Алтай).

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов  26

ЯНВАРЬ, 1
Юрий Сурин
Для фотокорреспондента «Тверских ведомостей» Юрия Сурина новогодняя ночь оказалась не слишком праздничной. Сначала его избили и обворовали, а затем поместили в полицейскую камеру. Он пишет: «Как обычно в ночь Нового Года я снимаю фоторепортаж о том, как жители Твери и гости нашего города отмечают сей праздник. Отсняв добрую половину кадров, иду я в сторону пл. Капошвара, как вдруг незнакомые мне люди (вернее один из парней в компании из 20 человек) ударяет мне по голове и срывает шапку. Вызываю сотрудников полиции, приехали минут через 10, прокатились по указанному мною направлению, куда, предположительно, пошла эта компания, никого не нашли. Возвращают меня в отдел РОВД Центрального района, везут на освидетельствование, после этого сажают в клетку с задержанными!».

ЯНВАРЬ, 5
Дмитрий Вохминцев
В Кирове во время эстафеты Олимпийского огня был задержан журналист портала «7Х7» и гражданский активист Дмитрий Вохминцев. Как сообщает корреспондент Радио Свобода Екатерина Лушникова, он направлялся на эстафету в качестве корреспондента для съемки репортажа о протестных акциях во время церемонии, но, по мнению полицейских, выглядел подозрительно. Его попросили пройти в Октябрьский РОВД для выяснения личности. Предъявленные документы не вызвали у полицейских доверия. В районном отделении полиции Кирова на Вохминцева был составлен протокол об административном правонарушении. Прибывший в РОВД судебный пристав заявил, что Дмитрий не выполнил общественные работы, назначенные ему судом несколько месяцев назад. В протоколе задержания журналиста также сказано, что он задержан в связи с подозрением на причастность к террористическим актам в Волгограде. В итоге суд арестовал журналиста на 7 суток. Общественные работы были назначены Дмитрию в связи с проведением пикета против переименования улиц. Сам Вохминцев считает все обвинения надуманными. По его мнению, действия сотрудников правоохранительных органов вызваны желанием не допустить освещения протестных акций граждан во время эстафеты Олимпийского огня.

ЯНВАРЬ, 9
Аксана Панова
Ленинский суд Екатеринбурга в четверг огласил приговор по делу экс-главы крупнейшего уральского информагентства «Ура.ру» Аксаны Пановой, которую ранее обвиняли в вымогательстве крупных сумм у местных предпринимателей за отказ от публикации компрометирующей информации и злоупотреблении полномочиями. Суд признал Панову виновной, однако переквалифицировал статью о вымогательстве, по которой журналистка могла попасть в тюрьму на 15 лет, на более мягкую – «Принуждение к совершению сделки», сообщается в Twitter нового интернет-издания обвиняемой Znak.com. Однако реальный срок Панова не получила: по двум эпизодам дела ее приговорили к штрафам (100 и 300 тыс. руб), а также к двум годам лишения свободы условно. Кроме того, Пановой запретили заниматься журналистской деятельностью в течение двух лет. В ходе прений прокурор просил дать подсудимой пять лет лишения свободы условно и обязать ее возместить ущерб потерпевшим. Сама Панова уже заявила о намерении обжаловать приговор, а также подчеркнула, что прекращать заниматься журналистикой не намерена. «Пока оно (решение) не вступило в законную силу, я буду работать. И потом тоже буду работать. Невозможно запретить заниматься журналистской деятельностью. У нас в стране свобода слова. Мне нельзя будет говорить то, что я думаю?», - цитирует журналистку РИА «Новости». Рассматриваемое уголовное дело в отношении Пановой было возбуждено в ноябре 2012 года. Ряд свидетелей сообщили следователям, что представители информагентства якобы вымогали у определенных лиц крупные суммы за прекращение распространения негативной информации о человеке или организации. По некоторым данным, Панова лично участвовала в переговорах с «жертвами» «Ура.ру» и объясняла, что за определенную сумму информагентство готово не только прекратить негативные публикации, но и «обелить» недавних объектов критики в ряде хвалебных статей. Подобные действия следователи расценили как «вымогательство в особо крупном размере», максимальная мера наказания по данной статье - 15 лет лишения свободы (см. монитор за ноябрь, декабрь 2012 года). Зачитывая решение, судья подчеркнул, что Панова частично признала себя виновной по данному делу, однако присутствовавшая в зале суда обвиняемая заявила, что вину не признавала. Ранее Панова неоднократно выступала с заявлениями, в которых судебный процесс называла сфабрикованным спектаклем, а интерес к ее персоне объясняла своей политической деятельностью: экс-глава информагентства являлась главой избирательного штаба оппозиционного кандидата Евгения Ройзмана во время выборов мэра Екатеринбурга. Мера наказания в отношении Пановой будет объявлена позднее. В ходе прений прокурор просил дать подсудимой пять лет лишения свободы условно, запретить ей заниматься журналистской деятельностью в течение двух лет, а также возместить ущерб потерпевшим. Панова, напомним, является фигуранткой ряда иных уголовных дел. Первое было возбуждено в октябре 2012-го: выяснилось, что главный редактор «Ура.ру» перечислила со счета информагентства около 12 млн руб. на счета номинальных организаций. По версии следствия, Панова использовала деньги на личные нужды, а значит, ее действия можно расценить как хищение. Обвиняемая в свою очередь заявила, что использовала крупную сумму на выплату зарплат сотрудникам интернет-портала, и готова возместить убытки, нанесенные государству неуплатой налогов во время перечисления средств. Кроме того, Панова была фигуранткой еще одного уголовного дела - о крупном мошенничестве. Представитель гособвинения заявил, что глава информагентства заключила договор об информационном сопровождении местной фирмы, однако путем финансовых махинаций похитила около 100 тыс. рублей. Однако во время судебного заседания, которое состоялось в декабре минувшего года, судья заявил, что в действиях Пановой во время заключения договора нет состава преступления и постановил уголовное дело по данному эпизоду прекратить (см. монитор за декабрь 2013 года).

ЯНВАРЬ, 9
Газета «Новый компаньон»
В Перми руководитель краевого управления Роскомнадзора Юрий Щебетков предложил еженедельнику «Новый компаньон» доказать правомерность обнародования сведений об аресте имущества бывшего единоросса Андрея Агишева, обвиняемого в особо крупном казнокрадстве. ФЗГ сообщал, что Агишев требовал от газеты опровержения и извинений за публикацию «У Лукоморья» с барбекю» от 24 сентября 2013 года (см. монитор за ноябрь 2013 года). Экс-депутат краевого заксобрания и экс-гендиректор ООО «Пермрегионгаз» осерчал на сообщение об аресте своих пяти квартир в центре Перми, базы отдыха в пригородном поселке Полазна и долей в уставном капитале ряда коммерческих компаний. Заслушав ходатайство полиции, Ленинский районный суд Перми разрешил применение обеспечительной меры во исполнение многомиллионных гражданских исков от потерпевших – государства и ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» (правопреемник «Пермрегионгаза»). Главный редактор «Нового компаньона» Игорь Лобанов не нашёл оснований опровергать что-либо, поскольку распространённая информация является достоверной. Отвечая 9 января на запрос Роскомнадзора, поступивший после новогодних праздников, он напомнил: ходатайство старшего следователя СЧ ГСУ краевого главка МВД РФ Антона Сулимова о наложении ареста на имущество обвиняемого Андрея Агишева было рассмотрено в открытых судебных заседаниях. Сведения об этом размещены на официальных сайтах Ленинского районного суда Перми и Пермского краевого суда соответственно 22 июля и 24 сентября 2013 года. Указанные судебные постановления являются официальной информацией, общедоступны для всех пользователей Интернета и поэтому их использование в СМИ не является нарушением закона о персональных данных – сообщил Игорь Лобанов надзорному ведомству.

ЯНВАРЬ, 9
ИА «Версия-Саратов»
ИА «Взгляд-инфо»
В прокуратуре Саратовской области пройдет торжественное мероприятие, приуроченное к профессиональному празднику работников надзорного ведомства. Все места для представителей прессы оказались «распределены заранее». Об этом ИА «Взгляд-инфо» сообщила старший помощник прокурора региона по работе со СМИ Татьяна Казаченко. «Мы уже распределили места для прессы», - заявила представитель ведомства и дала понять, что возможности попасть на мероприятие для СМИ «не из списка избранных» не имеется. «У нас 150 человек приглашенных, поэтому мест у нас в зале вообще нет», - сказала Казаченко, добавив, что распределение было «еще до Нового Года». На этот раз в прокурорский стоп-лист, кроме «Взгляда-инфо», попало также ИА «Версия-Саратов». В связи с подобными действиями Казаченко ИА «Взгляд-инфо» направило официальное обращение Генпрокурору РФ Юрию Чайке. В нем излагаются указанные выше факты, а также отмечается, что «ряд важных мероприятий, проводимых прокуратурой области, в том числе заседания коллегий, встречи с общественниками, правозащитниками, на которых обсуждаются социально значимые темы, проходят и вовсе за закрытыми дверями».

ЯНВАРЬ, 9
Газета «Вечерняя Казань»
Ново-Савиновский районный суд Казани полностью отказал в удовлетворении иска сотрудников ОБНОН УМВД РФ по городу Набережные Челны Максима Рябинкина и Айдара Имамиева к потерпевшему, журналистам и редакции газеты «Вечерняя Казань». Об этом сообщает юрист Межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Дамир Гайнутдинов, представляющий интересы потерпевшего в судебном процессе. Сами полицейские на заседание не явились. В иске они требовали признать опубликованную в газете версию (основанную на доказательствах следствия) об их причастности к совершению преступлений не соответствующими действительности и обязать ответчиков опровергнуть данные сведения, а также взыскать 100 тысяч рублей в их пользу. В ходе рассмотрения иска адвокат газеты представил официальное письмо из следственного отдела по городу Набережные Челны СУ СКР по Татарстану, в котором следователи подтвердили информацию, изложенную в газете.

ЯНВАРЬ, 10
Вадим Рогожин
Главный редактор саратовской интернет-газеты «Четвертая власть» Вадим Рогожин получил официальный статус подозреваемого в уголовном деле о клевете в адрес вице-губернатора Дениса Фадеева, сообщил «Интерфаксу» сам Рогожин. По словам собеседника агентства, он получил от дознавателя ГУ МВД по Саратовской области уведомление о привлечении его в качестве подозреваемого по уголовному делу, возбужденному по части 2 статьи 128.1 УК РФ («Клевета»). Он рассказал, что ознакомился с результатами лингвистической и психолингвистической экспертиз, проведенными ФБУ «Саратовская лаборатория судебной экспертизы» Минюста. Рогожин подчеркнул, что лингвист и психолог пришли к выводам о высказывании в статье негативной информации, выраженной в оценочной форме. По данным экспертов, статья раскрывает мнение автора. «Эти высказывания не содержат слов, имеющих неприличную форму. Все это подтверждает мое право, данное законом о СМИ, выражать свое мнение и оценочные суждения», – отметил журналист. По словам Рогожина, «ни клеветы, ни оскорблений, ни унижений эксперты в статье не увидели, однако следствие посчитало по-другому, что может говорить о его предвзятости». «В уведомлении написано, что я имел умысел и распространял заведомо ложные сведения. Этого из экспертиз не следует, а других доказательств, как я понял, в деле не имеется. Негоже политикам пенять на зеркало, которое персонифицировано в журналистах, а лучше посмотреть на свои поступки и прислушиваться к критике», – заключил он. 13 ноября 2013 года отдел дознания ГУ МВД по Саратовской области завел уголовное дело по факту клеветы в адрес вице-губернатора в материале «Четвертой власти». Решению силовиков предшествовала проверка, проведенная по заявлению Фадеева, в котором он требовал привлечь агентство к уголовной ответственности за клевету (см. монитор за ноябрь 2013 года). 18 ноября в официальном заявлении Фадеева, распространенном Минпечати региона, говорилось, статья содержит «оскорбительные слова в адрес членов правительства региона и представителей законодательной власти». Рогожин пояснял, что речь идет о публикации «Предводители инвалидов смысла» от 10 декабря 2012 года, в которой, по словам журналиста, он «в ироничном ключе проанализировал ближайшее окружение губернатора Валерия Радаева», где упоминался и Фадеев. В частности, в публикации содержалась такая фраза: «Услужливость и пресмыкательство вице-губернатора Дениса Фадеева перед главой губернии часто замечают заседатели и посетители правительственных кабинетов». Почему Фадеев решил обратиться в полицию спустя почти год после публикации статьи, не объясняется.

ЯНВАРЬ, 13
Газета «МК в Хабаровске»
Своеобразный «подарок» получили газетные СМИ в канун Дня печати. Центральный районный суд Хабаровска, по сути, утвердил новую датировку для печатных периодических изданий, поддержав аналогичное решение управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу. В суде разбиралось одно административное нарушение, которое, по мнению Роскомнадзора, совершила газета «МК в Хабаровске». Связано оно было с «детской» маркировкой. Надзорное ведомство, анализируя содержание издания, посчитало, что в газете преобладают не общественно-политические, а развлекательные материалы. Редакция, в свою очередь, отбиваясь от иска, доказывала, что чиновники ведомства не умеют считать полосы, непонятно по какой системе определяют тематику материала (в судебном заседании специалист Роскомнадзора на вопрос «Как вы определяете тематику материала в газете?», ответила: «Это и так видно»), а самое главное, иск вообще неправомерен, потому что в тот день, на который ссылаются чиновники, газета не выходила. И тут пошел спор, какой же день считать днем выхода издания в свет. В законе «О СМИ», ст.26 «Выход в свет», это четко прописано, уверял представитель редакции - датой выхода в свет считается день распространения продукции средства массовой информации. Но специалисты Роскомнадзора по ДФО посчитали дату выхода в свет газеты не на первой полосе, как это указывалось испокон веков, еще со времен петровских «Ведомостей», а на предпоследней - где мелким шрифтом ставится дата подписания ее в печать. Эта дата, как правило, отличается от первополосной - на сутки и более, так как печатный процесс и подготовка к нему, а также доставка продукции до читателя занимают определенное время. «Когда вы подписали газету в печать, она уже вышла в свет. Это идентичные понятия, - убеждала хабаровский суд врио руководителя управления Роскомнадзора по ДФО Ольга Шахматова. - Никакие изменения в данный тираж, в том числе - правки в газете, после того, как она подписана в печать - недопустимы. Если в номер газеты до выхода ее в распространение вносятся какие-либо изменения, это будет уже газета с другим порядковым номером». В суде прозвучало, что «газетчики на первой полосе могут написать все что захотят». И не обязательно чтобы там стояла дата. Оказалось, что Национальный стандарт России (действующий ГОСТ Р 7.0.4-2006) под названием «Издания. Выходные Сведения. Общие требования и правила оформления», где указано, как правильно прописывать выходные сведения газеты, «не обязателен в силу добровольности применения, и не рассматривается Роскомнадзором». А в нем, кстати, четко прописано, что «дату выхода номера: день недели, число, название месяца и год приводят на первой полосе газеты» (ч.7.3.3. ГОСТа «Выходные сведения газеты»). То есть, теперь этот ГОСТ никакой не эталон! Удивляет и то, что хабаровский суд не учел практику Конституционного Суда РФ, в частности, постановления №17-П от 24.10.1996 г., в котором уже рассматривался похожий порядок спора за даты. Только тогда рассматривался вопрос: с какого числа начинать отсчет официального вступления в силу закона, после его опубликования в СМИ. В постановлении КС РФ указано, что «датой официальной публикации никак нельзя считать дату подписания к печати, так как с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации...». Этот спор, в котором суд встал на сторону чиновников, совсем не мелочный. Получается, газета подписана в свет, но еще не отпечатана, или тираж конфискован, и его так и не увидел читатель, но поскольку она вышла в свет, редакцию могут привлечь к ответственности за любое правонарушение! Но самое главное - какую дату теперь ставить в газете? Судя по тому, что Центральный районный суд Хабаровска и управление Роскомнадзора по ДФО взяли за основу время подписания в печать, читатели могут спрашивать в киосках только вчерашнюю газету!

ЯНВАРЬ, 13
ИА «Амур Медиа»
ИА «Дебри-ДВ»
Экс-министр имущественных отношений Хабаровского края Александр Давиденко, который обвиняется по статье 159 УК РФ («Покушение на мошенничество»), находясь под домашним арестом, подал заявление в Центральный районный суд Хабаровска, оспаривая действия должностного лица и СМИ. Должностное лицо - начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Хабаровскому краю Иван Костенко, который на пресс-конференции огласил обвинение в его адрес. А СМИ, которое это обвинение распространили - «Амур Медиа» и «Дебри-ДВ» - привлечены обиженным экс-министром в качестве третьих лиц. По мнению Александра Давиденко, «приведенные публичные и категоричные высказывания начальника УЭБиПК УМВД по Хабаровскому краю о совершении Давиденко тяжкого преступления в составе группы лиц по предварительному сговору, грубо нарушают его права и законодательство РФ. И должностные лица не вправе высказывать мнения о виновности обвиняемого до того, как это будет доказано в суде». Он, Давиденко, с предъявленным обвинением по возбужденному уголовному делу не согласен, совершение каких-либо преступных деяний, в том числе в составе группы лиц, отрицает. К заявлению Александр Давиденко также приложил копию постановления о возбуждении уголовного дела и привлечении его в качестве обвиняемого. Вот одна из цитат (имена опускаем, их много): «Давиденко, занимая должность министра имущественных отношений Хабаровского края, в период с апреля по декабрь 2012 г., действуя совместно и согласовано с заместителем начальника управления по земельным отношениям… с риэлтором ООО «Центр оценки и продажи недвижимости» … с председателем «Фонда имущества Хабаровского края», предпринимателем… и неустановленными лицами с целью обеспечения возможности получения предпринимателем… в собственность земельных участков без прохождения установленных законом процедур и без внесения платы за предоставление земельных участков в установленном размере, из корыстных побуждений, заведомо зная, что многодетные граждане (перечисляются 30 фамилий), самостоятельно земельные участки не формировали, путем обмана, действия с единым умыслом …». Цитата очень длинная, но суть ее в том, что обвиняемый подписал бумагу, по которой якобы многодетные семьи получили бесплатно земельные участки, а на самом деле 30 земельных участков общей кадастровой стоимостью 12,7 млн рублей получил конкретный предприниматель). Несмотря на разоблачающие его документы, которые он сам и приложил к своему заявлению, экс-чиновник просит признать «незаконными действия начальника УЭБиПК УМВД по Хабаровскому краю Ивана Костенко по распространению в СМИ информации публичного заявления о виновности Давиденко». И в связи с нахождением под домашним арестом просит дело рассмотреть в его отсутствие, но с участием его адвоката.

ЯНВАРЬ, 13
31 канал
Арбитражный суд Челябинской области отклонил иск ОАО «ЧЭМК» с требованием опровержения якобы недостоверной, по мнению руководства комбината, информации. Полгода назад, 12 июля 2013 года, в эфир вышел сюжет 31 канала о недовольстве депутатов экономической политикой хозяев электрометаллургического комбината, которые «думают не о людях, а о полноте собственного кармана». Телевизионщики высказали вполне резонное предположение, что «деньги, заработанные на здоровье людей, утекают за рубеж». Это, похоже, и вызвало недовольство у руководства предприятия, подконтрольного олигарху Аристову. «Дело в том, что, по сообщениям СМИ, в зарубежных судах решается, имеет ли право ЧЭМК продавать продукцию по заниженной стоимости своей канадской «дочке», тем самым выводя немалые средства за границу и избегая уплаты налогов в бюджет, - говорит Ирина Суворина, юрист 31 канала. - Реализуя за рубеж металл по себестоимости дочерней структуре, комбинат, по сведениям экспертов, в соответствии с законом освобождается от уплаты налога (так называемая нулевая ставка). Но не исключено, что канадская фирма продает тот же металл уже с наценкой. Поэтому Еврокомиссия, как сообщают аналитики, намерена приостановить выплату компенсации канадским металлургам. В то же время, по некоторым данным, ЧЭМК требует выплаты налоговых вычетов из областного бюджета даже больше, чем перечисляет в казну». ЧЭМК потребовал снять эту информацию с сайта 31 канала и опубликовать опровержение. Причем эту информацию озвучивали и многие другие СМИ, но почему-то иск был подан только к одному телеканалу. Но арбитражный суд счел доводы истца неубедительными и в выполнении исковых требований отказал. Правда, решение суда первой инстанции пока не вступило в законную силу и может быть обжаловано в 18-м апелляционном арбитражном суде. Но журналисты 31 канала, по их словам, уверены в своей правоте и готовы отстаивать ее до конца. К слову, рассмотрение только этого дела продолжалось с октября прошлого года, а впереди слушания еще по трем искам, поданным ЧЭМК к 31 каналу.

ЯНВАРЬ, 13
СМИ Санкт-Петербурга
В Санкт-Петербурге газета «Мой район» обратилась в Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области, оспаривая законность выделения бюджетных средств газете «Петербургский дневник». Об этом сообщила адвокат газеты Натэла Пономарева. Напомним, в городском бюджете на выпуск принадлежащих петербургскому правительству изданий «Петербургский дневник» и «Петербургская фотохроника» в 2014 году заложено 177,5 млн рублей. В заявлении учредитель газеты «Мой район» - ООО «Региональные независимые газеты Северо-Запад» - ставит под сомнение правомерность пункта 24.13 приложения №3 закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год». Этой строкой предполагается выделение стомиллионной субсидии на выпуск и распространение специализированных изданий городской администрации. По мнению заявителя, подобное распределение бюджетных средств вступает в противоречие с федеральным законом «О защите конкуренции» и способствует установлению правительственной монополии на медиа-рынке. Основную претензию «Мой район» высказывает петербургскому ЗакСу, так как именно законодательный орган одобрил бюджет в таком виде. Заявитель полагает, что таким образом иные СМИ лишились возможности участия в конкурсе на реализацию этих средств. Арбитражный суд определил привлечь к участию в деле в качестве третьего лица Управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу. В свою очередь, городской ЗакС, допустивший принятие оспариваемого акта, должен до 17 января предоставить в суд мотивированный отзыв на заявление газеты «Мой район».

ЯНВАРЬ, 13
Телеканал «КЧР-ТВ»
В Карачаево-Черкесской Республике журналисты независимого телеканала «КЧР-ТВ» не могут попасть в Дом правительства. По словам координатора «КЧР-ТВ», редакция обратилась должным образом в пресс-службу главы и правительства с просьбой выдать аккредитацию для освещения событий в Доме правительства Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с законодательством РФ, но ответа не получила.

ЯНВАРЬ, 13
Газета «Черкесск: вчера, сегодня, завтра»
В Карачаево-Черкесской Республике власти не только не создают условий для расширения рынка печатных СМИ, они способствуют их уничтожению. Рентабельная до середины 2011 года газета «Черкесск: вчера, сегодня, завтра» стала убыточной, тираж сократился вдвое. Причина, по словам издателя, - отсутствие рынка сбыта. «Из 36 печатных киосков в Черкесске остался один, в республике распродан каждый клочок земли», – говорит главред газеты. Ликвидированы два крупнейших почтамта в Карачаево-Черкесии – Адыге-Хабльский и Карачаевский, которые занимались доставкой прессы. Пресса практически не доставляется читателям из-за плохой работы почты. А между тем читатель оплачивает услуги по доставке. В итоге газету он получает в лучшем случае через две недели после ее выпуска, а в худшем и чаще всего – не получает ее и вовсе. В таких условиях читатель и вовсе отказывается от подписки.

ЯНВАРЬ, 13
Марина Афанскина
В Забайкальском крае редактора газеты Кыринского района «Ононская правда» Марину Афанскину уволили в День печати по официальной версии – из-за неисполнения обязанностей, а по её мнению, из-за критических публикаций в адрес руководства района. «Абсолютно точно, увольнение – это политическая расправа. Официальная причина заключается в неисполнении обязанностей без уважительных причин. Решение это я буду обжаловать в суде», - сообщила Марина Афанаскина. По её словам, история с давлением на неё как на редактора газеты началась после смены главы района. «Когда Евгений Бриль ушёл со своего поста, новая власть начала вычищать его людей. Были уволены его заместители и другие сотрудники администрации. Я проработала в журналистике 20 лет и редактором – около 10, никогда не скрывая, что поддерживаю Бриля. При этом я писала критические статьи в адрес нового главы района Ивана Белова, в том числе и по поводу охранной зоны Сохондинского заповедника, против которой были настроены жители. Я предполагала, что Белов, который раньше работал в заповеднике, решает свои интересы», - рассказала Афанаскина. Она также отметила, что конфликт с главой администрации района Владимиром Сабуровым заключался в его требованиях к публикациям. По словам экс-редактора, он хотел, чтобы в каждом номере публиковалась его фотография и выдержки из его выступлений. «Понимания в этом вопросе у нас не возникло, меня несколько раз вызывали «на ковер». Но, скажем так, что я не могла быстро перестроиться под новый формат. Затем в 2012 году у нас возникла задолженность по налогам из-за урезанных субсидий. На заседании в администрации мне не дали слова, и я написала статью «Кляп для редактора», за которую, кстати, получила награду краевого антикоррупционного конкурса. Затем в редакции провели проверку и выявили, что два года мне незаконно, по ошибке бухгалтера, начисляли премии и зарплаты. Ущерб составил около 200 тыс. рублей и я стала его возмещать. Этим фактом мои оппоненты махали как победным флагом, обвиняя меня и в коррупции, и в прочих грехах. Когда я поняла, что меня всё равно уволят, то я решила – помирать, так с музыкой – и опубликовала в газете материал «Смутные времена» об отношении российской власти к прессе. 10 января он вышел в свет, а 13-го – в профессиональный праздник - пришло известие об увольнении. Кроме того, я сделала анонс ещё одного материала, который должен был выйти во вторник», - добавила Афанскина. По её словам, в понедельник к ней в кабинет пришла комиссия из администрации, членам которой было велено опечатать кабинет после окончания рабочего дня. Однако они дождались, когда закончится работа над номером. В это же время в редакцию приехали сотрудники полиции, которым поступило сообщение о конфликте в «Ононской правде». «Газету мы доделали, но как мне сказали на почте, поступило распоряжение задержать её. Сегодня, во вторник она должна была отправляться в сёла, но в 17 часов мне сказали, что тираж до сих пор лежит на почте», - уточнила экс-редактор.

ЯНВАРЬ, 14
Дэвид Саттер
Россия впервые со времен «холодной войны» отказала в визе американскому журналисту - консультанту Радио Свобода Дэвиду Саттеру. Бывший корреспондент Financial Times, автор трех книг о России и Владимире Путине, Дэвид Саттер рассказал газете The Guardian, что ему запрещен въезд в Россию. В январе он отправился в Киев, чтобы продлить визу в посольстве РФ. В России он находился с сентября прошлого года. По словам Саттера, о запрете на въезд ему заявил сотрудник российского посольства на Украине Алексей Грубый. «Сотрудники компетентных органов сочли ваше присутствие на территории России нежелательным», - процитировал дипломата Дэвид Саттер. При этом, как сообщает Радио Свобода, документы на продление визы Саттер подавал еще в декабре и еще тогда получил положительный ответ от Министерства иностранных дел РФ. Посол США в России Майкл Макфол поднял тему отказа Саттеру во въезде в страну на встрече с замминистра иностранных дел России Сергеем Рыбаковым. Посольство выразило дипломатический протест и потребовало от российской стороны объяснений по поводу непродления визы журналисту, однако не получило их. «По моему мнению, запрет на въезд должен быть отменен. Обычно так формулируют отказ для разведчиков», - заявил Саттер газете Guardian. Впервые журналист приехал в Москву в 1969 году как студент. В 1976–1982 годах Саттер был корреспондентом The Financial Times в Москве. Он вернулся в российскую столицу уже в начале 90-х, очередной визит в Россию в новой роли состоялся осенью прошлого года - Саттер стал консультантом Радио Свобода. Сам журналист говорит, что не знает точного ответа на вопрос, почему ему был запрещен въезд в Россию. Однако Саттер предполагает, что это может быть связано с его публикациями о взрывах жилых домов в Москве в 1999 году. Журналист считает, что взорвать здания могли российские спецслужбы, по официальной версии, это сделали чеченские террористы. Саттер указал, что планировал заниматься на Радио Свобода журналистскими расследованиями. Позднее стало известно, что Дэвиду Саттеру запретили въезд в Россию из-за допущенных им нарушений миграционного законодательства, об этом сообщили в Таганском райсуде Москвы. Там пояснили, что дело Саттера рассматривалось по инициативе ФМС. Сам Саттер утверждает, что в просрочке с регистрацией и оформлением визы был виновен российский МИД, который неоднократно подтверждал одобрение визы американцу, но каждый раз документы не были готовы. Кроме того, Саттер считает, что за его высылкой стоят российские спецсоужбы.

ЯНВАРЬ, 14
Александр Пирогов
Гильдия аналитической журналистики выступила с открытым письмом, в котором призывают смягчить приговор бывшему главреду воронежской областной газеты «Молодой коммунар» Александру Пирогову. Напомним, что 25 декабря прошлого года Ленинский районный суд Воронежа приговорил Александра Пирогова к четырем годам лишения свободы. В ходе процесса суд признал экс-редактора областной виновным по двум статьям УК РФ: «Растрата» и «Злоупотребление должностными полномочиями» (см. монитор за декабрь 2013 года). Приговор вызвал резонанс в местной медиасреде. Многие журналисты и правозащитники посчитали его чересчур жестким и не соответствующим сложившейся судебной практике. Воронежская Гильдия аналитической журналистики выступила с открытым обращением, которое поддержало большинство местных журналистов. В нем говорится: «Большое недоумение у журналистского сообщества вызвал суровый приговор бывшему главному редактору областной газеты «Молодой коммунар» Александру Пирогову – четыре года лишения свободы и выплата 20 млн рублей ущерба. Особенно на фоне заявлений первых лиц государства о необходимости гуманизации уголовного законодательства и правосудия. Особенно на фоне недавней амнистии в России, связанной, по словам президента России Владимира Путина, как раз с гуманизацией уголовного законодательства. Мы и как коллеги и как граждане, представляющие наиболее активную часть общества, следили за перипетиями уголовных дел Александра Пирогова. Сначала ему инкриминировалась взятка, но дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Потом появились новые обвинения – в растрате и злоупотреблении должностными полномочиями. Не пытаясь взять на себе функции следствия, обвинения и суда, мы обратили внимание на ряд моментов, которые, как нам кажется, указывают на обвинительный уклон судебного разбирательства, не сочетающегося с известным принципом уголовного процесса, когда все сомнения и недоказанности трактуются в пользу обвиняемого. В частности, можно отметить тот факт, что Пирогову, по его утверждению, было отказано в удовлетворении ряда ходатайств – по вызову свидетелей, понятых, запросу документов и т.д. Мы знаем, что Александр Пирогов отрицает свою виновность, а рассмотрение своего уголовного дела считает пристрастным и несправедливым. Поэтому не можем исключить, что суровость приговора обусловлена резкостью и критичностью его оценок отечественной правоохранительной и судебной системы. Но, сопоставляя назначенное Александру Пирогову наказание с другими приговорами по тем же статьям Уголовного кодекса, вынуждены констатировать, что в его случае правосудие справлялось едва ли не по известной американской формуле: «Если украл доллар – садишься в тюрьму, если украл железную дорогу – становишься сенатором». Мы знаем множество примеров, когда ответственные лица, нанесшие ущерб государству, исчисляемый сотнями миллионов рублей, отделывались условным сроком и не компенсировали причиненного ущерба. Так, Центр защиты прав СМИ, также оценивающий приговор Пирогову как чрезмерно жесткий, в своем заявлении по данному делу приводит целый ряд примеров такого рода. «Бутырский суд Москвы признал бывшего заместителя префекта Северо-Восточного административного округа Москвы Иосифа Рейханова виновным в хищении 376 миллионов рублей и приговорил к пяти годам условного заключения. Никаких финансовых санкций или компенсационных выплат. Бывший вице-губернатор Приморского края Борис Гельцер осужден на 3,3 года условно за растрату 12,5 миллиона рублей. В Алтайском крае суд вынес обвинительные приговоры председателям трех участковых избирательных комиссий, они признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения), осуждены к лишению свободы условно». А в день оглашения приговора Ленинского райсуда, после чего наш коллега был взят под стражу, в Воронеже был вынесен приговор гражданину Фастовскому. Суд признал подсудимого виновным по 74 эпизодам мошенничества с квартирами и приговорил к семи месяцам ограничения свободы. Ущерб составил 50 млн рублей. Примечательно, что в компенсации морального вреда потерпевшим отказано. Добавим, что это на нашей памяти самый жесткий приговор в отношении журналиста, связанный с реальным лишением свободы на длительный срок за последние как минимум 10 лет. Предыдущий резонансный процесс имел место 12 лет назад – дело Григория Пасько, получившего 7 лет лишения свободы за шпионаж. Наш коллега не является общественно опасной личностью, он не совершал преступления, создающего опасность жизни и здоровью окружающих, а сейчас – лишен доступа к государственным ресурсам. Поэтому пребывание в местах лишения свободы для него лишь усугубит ситуацию, не будет способствовать его исправлению. Тем более что, по сути, он уже понес серьезное моральное наказание, пройдя за 4 года следствия и суда со своей семьей через суровые испытания… Уважаемые судьи! Надеясь на вашу компетентность и профессионализм, приверженность принципам гуманизма, справедливости и беспристрастности правосудия, закрепленных в Конституции РФ, УПК, УК, актах Верховного Суда РФ, мы призываем вас внимательнейшим образом отнестись к делу Александра Пирогова и учесть обеспокоенность журналистского сообщества чрезвычайной суровостью его приговора».

ЯНВАРЬ, 14
Александр Ходзинский
В Тулуне (Иркутская область) вынесен приговор убийце журналиста Александра Ходзинского. Напомним, что убийство произошло 7 июля 2012 года в Тулуне (см. монитор за июль 2012 года). Было возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ («Умышленное причинение смерти другому человеку»). Подозреваемого обнаружили быстро – им стал пенсионер, бывший заместитель главы городской администрации, а позднее руководитель одного из предприятий города Геннадий Жигарев. Следствие длилось год. В июле 2013 года дело дошло до суда (см. монитор за июль 2013 года). И вот Тулунский городской суд установил: Геннадий Жигарев нанес Александру Ходзинскому семь ударов ножом в грудь, живот и голени, и приговорил убийцу к наказанию в виде лишения свободы сроком на 1 (один) год и 10 месяцев. Условно. Такая развязка стала возможной потому, что уголовное дело, возбужденное по статье 105 УК РФ («Умышленное причинение смерти другому человеку»), предусматривающей наказание от 6 до 15 лет лишения свободы, позднее было переквалифицировано на статью 107 УК РФ («Убийство, совершённое в состоянии аффекта»). А причиной аффекта, по версии следствия и суда, стали «длительная конфликтная ситуация с Ходзинским» и «тяжкое оскорбление со стороны потерпевшего». Вот и получилось, что журналист, неоднократно писавший в местных изданиях о многочисленных злоупотреблениях при строительстве и эксплуатации здания рынка в городе Тулуне, по версии суда, сам спровоцировал Жигарева на преступление. Хотя уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин считает, что журналист, «борясь против произвола и беззакония, не имел никакой личной заинтересованности в этом деле, и поэтому его отношения с подозреваемым не могут рассматриваться как личный конфликт на бытовой почве».

ЯНВАРЬ, 15
Валерий Беломестнов
Забайкальский краевой суд отменил выговор журналисту газеты «Забайкальская магистраль» Валерию Беломестнову, который был вынесен руководством за то, что он назвал эксплуатационный участок железной дороги «околотком», сообщили в пресс-службе суда. «Суд посчитал, что сам по себе факт наличия в статье ошибочных сведений не может служить основанием для квалификации таких действий как должностного проступка, поскольку работодателем не представил доказательств его виновности в появлении этой ошибки. Дисциплинарное взыскание с журналиста снято», - сообщили в пресс-службе. Выговор был объявлен за некачественную подготовку материала, что привело к появлению в материале «Стартовал весенний комиссионный осмотр» ошибки, вызвавшей претензию начальника ПЧ-7 Сковородино. По словам журналиста, наименование «околоток» было внесено в статью на основании высказываний компетентных работников ПЧ-7 Сковородино. Времени на исправление он не имел, потому что находился вне редакции. По словам главного редактора газеты «Забайкальская магистраль» Антона Клиновского, выговор был вынесен заслуженно: «Я не совсем в восторге от решения, принятого судом, но полностью доверяю объективности людей, которые его приняли. Как только бумаги поступят к нам, взыскание с журналиста будет снято».

ЯНВАРЬ, 15
Олег Сухов
В Москве вечером в районе Новокосино полиция задержала около десяти человек, протестовавших против строительства гостиницы для мигрантов. Группу активистов не пустили на встречу с главой управы, после чего они окружили автомобиль чиновника, что и привело к задержаниям. Среди задержанных оказались журналист The Moscow Times Олег Сухов. Журналиста вскоре отпустили, остальные задержанные провели в ОВД Новокосино всю ночь. Жители Новокосино выступают против строительства «ночлежки» для мигрантов с декабря 2013 года. Периодически на месте строительства проходят одиночные пикеты, также активисты пытались не пустить на площадку строительную технику. Ранее новокосинцы собрали более 10 тысяч подписей против строительства.

ЯНВАРЬ, 15
СМИ Дагестана
Правительство Дагестана совместно с региональным управлением ФСБ проверит местные СМИ на предмет пропаганды экстремизма. Соответствующее поручение силовикам и представителям местной власти дал глава республики Рамазан Абдулатипов. По его мнению, на данный момент средства массовой информации не в полной мере задействованы в борьбе с преступностью в целом и с терроризмом в частности. «В печатных изданиях зачастую критикуют правоохранительные органы, но не очень убедительно показывают пагубность и социальную опасность идеологии экстремизма и терроризма», - отметил он. При этом глава республики высоко оценил деятельность правоохранительных органов. Абдулатипов пояснил, что эффективность работы силовиков подтверждают высокие показатели раскрываемости преступлений. По его словам, сейчас она составляет около 90 процентов. По данным Генпрокуратуры РФ, Дагестан занимает первое место в стране по количеству совершаемых преступлений. При этом ведомство выражало обеспокоенность стабильным ростом в регионе числа преступлений экстремистской направленности. Так, только за прошлый год их число выросло втрое по сравнению с предыдущим. Кроме того, на Дагестан приходится почти треть преступлений террористического характера. Республика признана одним из наиболее опасных регионов в мире.

ЯНВАРЬ, 15
Владимир Тихомиров
Издательский дом «Коммерсант»
В производстве Тверского суда Москвы находится иск депутата Госдумы, лидера партии «Родина» Алексея Журавлева к издательскому дому «Коммерсант». Депутат обратился в суд с иском о защите чести и достоинства к ЗАО ИД «Коммерсант» в декабре прошлого года. В иске речь идет о статье «Сильный душком», опубликованной в журнале «Огонек» 10 июня 2013 года. В ней говорилось о политической биографии депутата Журавлева и, в частности, сообщалось, что в 1991 году он сотрудничал с руководством военизированной организации Союз кулачных бойцов России (СКБР). Автор статьи утверждает, что в тот период Журавлев был заведующим экономическим отделом обкома комсомола в Воронеже, а СКБР в это же время получил «в подарок» от обкома комсомола крупную сумму денег. В исковом заявлении депутат Журавлев требует опровергнуть данное утверждение как ложное и взыскать с издательского дома и автора статьи Владимира Тихомирова 1 миллион рублей.

ЯНВАРЬ, 15
Портал «Новости малого бизнеса»
Начальница отдела потребительского рынка администрации Василеостровского района Наталья Короткова отказалась от иска к изданию информационного департамента «Оперативное прикрытие» «Новости малого бизнеса». Первоначально чиновница требовала взыскать с портала 500 тысяч рублей за опубликование «порочащих честь и достоинство» сведений. В сентябре 2013 года «Новости малого бизнеса» опубликовали статью под названием «Кто зарабатывает на копиях?». В материале речь идет о двух копиях из реестра объектов потребительского рынка. В первом документе сообщается об ООО «Титан», торгующем выпечкой, второй выдан ИП Джафаров Ашир Азад оглы, который продает бахчевые, овощи и фрукты. Оба документа имеют одинаковый реестровый номер и изданы от имени отдела потребительского рынка администрации Василеостровского района. Из материала следует, что такое сосуществование этих выписок – незаконно. «Появление двойных выписок может означать то, что на территории района существует вторая, нелегальная «адресная программа». Если она организована не без ведома чиновников, то в администрации хранится внутренний журнал учета, который, естественно, никто никому по доброй воле не покажет», - пишет автор статьи. В тексте также есть упоминание о разговоре с самой Коротковой, которая называет копии документов «фальшивкой». Кроме того, 29 октября на ресурсе опубликован более полный разговор с Коротковой. По мнению чиновницы, документы – инструмент в борьбе между администрацией и владельцами нелегальных торговых точек, причем последние используют журналистов. Ближе к концу разговора с корреспондентом «Новостей малого бизнеса» Короткова предложила «технически» убрать заметку, а с изложенными в ней фактами разбираться в районной прокуратуре. Редакция приняла предложение посетить чиновницу и посмотреть «все реестры и журналы» отдела. Однако 31 октября Наталья Короткова обратилась в Ленинский районный суд с требованием признать информацию на сайте порочащей ее честь, достоинство и деловую репутацию и взыскать с издания 500 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. По мнению чиновницы, которое изложено в исковом заявлении, сведения в статье «Кто зарабатывает на копиях?» свидетельствуют о том, что Короткова под покровительством сотрудников полиции или органов ФСБ» незаконно и за деньги выдает предпринимателям разрешения на торговлю на территории района. В начале декабря началось рассмотрение иска в суде. Однако дело, грозившее затянуться на много месяцев, закончилось неожиданно. 15 января сторона истца заявила, что отказывается от дальнейших судебных разбирательств и претензий к информационному ресурсу больше не имеет.

ЯНВАРЬ, 15
Татьяна Тадыева
В ФЗГ обратилась Татьяна Тадыева, которая работала главным редактором газеты «Улаганнын солундары» (Улаганский район Республики Алтай). Она сообщила о давлении на нее и редакцию, в частности, о цензуре, которую осуществляли представители местной власти, и о ее увольнении с должности главного редактора по надуманному поводу. Т. Тадыева рассказала: «С октября 2013 года постоянно приходится испытывать дискриминацию со стороны новоизбранного главы района Н. Санина, его первого заместителя В. Ынтаева и управляющего делами администрации И. Куюкова. 17 октября Санин пригласил меня к себе в кабинет и предложил перевестись на другую должность, или, вообще, уволиться по собственному желанию. Я отказалась, обосновав это тем, что смена руководства для меня особой роли не играет, намерена дальше выполнять свои трудовые обязанности. Потом в течение недели в редакцию ходил Куюков и требовал увольнения по собственному желанию. К тому же в нарушение ФЗ «О СМИ» каждый номер нашей газеты еженедельно перед отправкой в типографию проверялся пресс-секретарем администрации Х. А. Тадиной, первым заместителем Ынтаевым, Куюковым... Конечно же, я пыталась говорить, что не намерены «плыть против течения», то есть против действующей власти, но все бесполезно… Их интересует только то, что «кто кого поддерживал в предыдущих выборах на должность главы МО «Улаганский район». Из сверстанного, готового к отправке в типографию номера газеты они устным приказом устраняли фотографии и материалы неугодных для них лиц». После этого первый заместитель главы администрации Ынтаев обещал, что «загонит в редакцию прокуратуру, УБЭП». Потом 9 декабря на основании письма администрации МО «Улаганский район» Советом депутатов был направлен главный инспектор контрольно-счетной комиссии для проведения внеплановой ревизионной проверки финансово-хозяйственной деятельности редакции. Санин и Куюкова грозили редактору уголовным делом, если она не напишет заявление по собственному желанию. 14 января 2014 года без объяснения причин назначили и.о. редактора Х. А. Тадину. А 15 января 2014 года Т. Тадыевой предоставили приказ «О прекращении действия трудового договора с работником» за допущение грубейшего нарушения ст. 55 ФЗ 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». За однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей. «Данное обвинение было выдвинуто, несмотря на то, что проведение котировок не входит в мои обязанности и это, по сути, нарушение администрации МО… С 14 января 2014 года я нахожусь на амбулаторном лечении и мне открыт больничный лист, в рабочие часы я находилась на рабочем месте. Несмотря на это, сначала без объяснения причин назначили пресс-секретаря Тадину и.о. главного редактора. Потом 15 января издали приказ о прекращении действия трудового договора, подписанный и.о. главы района В. Ынтаевым», - сообщила Т. Тадыева.

ЯНВАРЬ, 17
Газета «Родной город»
В Ярославле в редакции газеты «Родной город» прошли обыски. Об этом на своей странице в социальной сети сообщил главный редактор издания Денис Лупекин. «В редакции газеты «Родной город» обыск... Его предвестником стала дежурящая с утра машина ГТРК «Ярославия». Чуть позже появилось еще одно сообщение: «Ситуация с обыском в «Родном городе» прояснилась. Ищут компромат на Гришу». Местные СМИ отмечают, что обыск может быть связан с расследованием уголовного дела о присвоении в отношении экс-директора «Института развития стратегических инициатив» Григория Родина, который является одним из руководителей издания. Уголовное дело в отношении бывшего директора муниципального казенного учреждения «Институт развития стратегических инициатив» Григория Родина было возбуждено по признакам преступления, предусмотренного статьей 160 УК РФ («Присвоение»). По версии следствия, в период с января по июль 2013 года Родин незаконно и необоснованно начислял себе выплаты материального характера (единовременные поощрения и премии) и материальную помощь, общая сумма которых составила около 472 тысяч рублей. При увольнении подозреваемого 9 июля 2013 года сумма выходного пособия рассчитывалась с учетом необоснованно произведенных выплат, в связи с чем, вместо положенных 72 тысяч рублей Родину было выплачено 211 тысяч рублей. Общий ущерб, причиненный Институту развития стратегических инициатив, составил свыше 680 тысяч рублей.

ЯНВАРЬ, 18
Виктор Корб
Директор омского Дома журналиста Полина Харламова объявила о создании при нем экспертного совета – «самоорганизующейся организации», цель которой – «оптимизация взаимоотношений между омскими СМИ любой направленности». Идея сама по себе, наверное, правильная, учитывая, что местная журналистская братия разделена на множество групп по интересам – по редакциям СМИ, в штате которых она состоит. Иногда между этими несоединенными штатами возникают какие-то споры и трения, доходящие до конфликтов и оскорблений, что естественно, поскольку существовать им приходится преимущественно в конкурентной среде. В совет, по замыслу его организаторов, должны войти 15 человек. Среди прочих получил приглашение от Домжура один из самых известных в регионе журналистов и блогеров – создатель первых в Западной Сибири новостных сайтов, независимых интернет-площадок и форумов Виктор Корб. В своем блоге он цитирует переписку с Полиной Харламовой, которая пригласила его «принять участие в работе Экспертного совета», а когда он ответил согласием, прислала сообщение: «К сожалению, состав совета уже утвержден, Вы в него не вошли». Кто и что заставили ее переменить решение, неизвестно. Еженедельнику «Бизнес-курс» она пояснила, что в число экспертов Виктор Корб не попал, «потому что сегодня его сложно назвать представителем СМИ в полном смысле этого слова». По мнению Харламовой, «у его интернет-ресурсов аудитория настолько мала, что словосочетание «массовая информация» к ним применить трудно, а в Омске много других популярных СМИ». Совокупное число читателей этих ресурсов, пишут комментаторы на сайте «БК», намного больше наверняка тиражей некоторых газет, представители которых вошли в Экспертный совет. Если же отлучить их от бюджетной «кормушки», эти «популярные СМИ» вряд ли выживут. Однако, судя по многим высказываниям, иждивенчество в журналистских кругах Омской области стало чуть ли не главной доблестью. Конкурируют в ней телеканалы, сайты, газеты не столько за зрительский и читательский интерес, сколько за близость к «закромам Родины». Если понимать под государством начальство, то есть распорядителей этих средств, а не граждан, за счет которых представители государства живут и здравствуют, Виктор Корб занимает позицию антигосударственную, потому как на всех ресурсах своих выступает против тотального ограбления государевыми людьми населения, нарушения его прав и свобод. Если же государство – это граждане, как сказано в Конституции, то принципиальной разницы между государственными и независимыми СМИ нет. Это мог бы подтвердить Экспертный совет, но не тот, который создан в Домжуре, а действительно саморегулируемый, ни чиновниками, ни кем-то еще не курируемый. Виктор Корб сказал «БК», что уже давно вынашивает идею такого совета, и настало время претворять ее в жизнь.

ЯНВАРЬ, 18
Газета «Моё!»
За позапрошлогоднюю заметку воронежская компания хочет получить от издательского дома компенсацию репутационного вреда в размере 1 млн рублей. В Арбитражный суд Воронежской области с иском о защите деловой репутации к ИД «Свободная пресса» обратилось ООО «ФОРД СИТИ» (владеет торговой маркой «Такси Город»). Поводом для обращения в суд стала заметка, опубликованная в газете, входящей в издательский дом. В октябре 2012 года в публикации воронежской газеты «Моё!» рассказывалось о ДТП, случившемся накануне на одной из улиц города. Сообщалось, что «…таксист на Nissan Classic» сбил рекламный щит и протаранил дерево». Далее сообщалось, что автомобиль принадлежал «Такси Город» и что водитель скрылся с места происшествия, не вызвав сотрудников ГИБДД. Информация передавалась со слов читателя газеты. Кроме того, в заметке утверждалось, что ДТП не было зарегистрировано в правоохранительных органах. Истец, ссылаясь на постановлении об административном правонарушении и справки, утверждает, что ДТП было зарегистрировано органами ГИБДД, водитель такси был признан в нем невиновным, и он не скрывался с места происшествия. Истец также указывает, что в ходе рассмотрения гражданского судебного иска компании – владельца рекламного щита в Арбитражном суде Воронежской области было вынесено решение в пользу «ФОРД СИТИ». Истец требует опровергнуть сведения, изложенные в публикации, так как считает их недостоверными и порочащими деловую репутацию компании. В качестве компенсации репутационного вреда компания хочет взыскать с ИД «Свободная пресса» 1 млн рублей. Примечательно, что размер компенсации в исковом заявлении не обосновывается.

ЯНВАРЬ, 18
Сайт www.chugunka.net-Солнечногорская газета»
В Фонд защиты гласности обратился В. Чугунов, дипломанта премии им. А. Сахарова «За журналистику как поступок» за 2002 год. Журналист, проживающий в деревне Сверчково (Солнечногорский район, Московская область), жалуется на то, что «хостер 1gb.ru по надуманным основаниям заблокировал мой сайт www.chugunka.net-Солнечногорская газета».

ЯНВАРЬ, 18
Съемочная группа телепрограммы «День»
В Ухте (Республика Коми) ночью во время празднования православного праздника Крещение Господне сотрудники полиции произвели силовое задержание журналистов местной телевизионной программы «День». В 23 часа вечера съемочная группа в составе журналиста Ольги Смирновой, телеоператора Александра Миронова и водителя Максима Иванова отправилась к бассейну, где возле реки, по традиции, окунаются все желающие во время празднования православного праздника Крещение. Однако снять репортаж группе программы «День» не удалось. «Съемочная группа подъехала к бассейну и ждала начала мероприятия. Сотрудники правоохранительных органов вытащили из машины журналиста, оператора и водителя. В довольно грубой форме положили на землю. Там же оказалось оборудование. Крики журналиста о том, что они хотят показать удостоверения не подействовали. В результате все трое оказались в отделении полиции. Провели там ребята больше часа. Никаких вразумительных объяснений не получили кроме разве что упоминания о каком-то звонке анонима, который сообщил, что они проникли в какой-то офис. Надеемся, что это действительно было недоразумение», - написали в социальной сети журналисты программы «День». Как рассказала Информационному агентству БНК главный редактор программы «День» Наталия Крутских, журналистов забрали в отделение полиции без объяснения причин, все попытки объясниться были проигнорированы. «Когда я приехала разбираться с этим делом в полицию, в дежурной части меня не сразу пустили на второй этаж. Как оказалось, в полиции приняли звонок какого-то анонима о каком-то грабеже, сработала сигнализация, а злоумышленником посчитали нашего водителя, у которого была шапочка - ее приняли за маску. В нашей практике такого никогда не было. Будет написана и отправлена официальная жалоба во все надзорные инстанции по поводу случившегося», - заявила Наталия Крутских.

ЯНВАРЬ, 19
Газета «Новая Бурятия»
Сергей Басаев
Начало нового 2014 года обещает подарить медиа-сообществу Бурятии новую интригу. Только «Новая Бурятия» под занавес 2013 года заключила мировое соглашение с Вячеславом Наговицыным, отозвавшим свои два судебных иска на газету, как всплыл еще один иск главы Бурятии. На этом раз Наговицын обвинил Сергея Басаева, журналиста «Новой Бурятии», в «клевете». Свое заявление в правоохранительные органы о привлечении журналиста к уголовной ответственности за клевету Вячеслав Наговицын, как выяснилось, написал еще в конце ноября. Причиной тому послужила статья под названием «Хурал и деньги», в которой проводится следующая информация: «Зарплата главы РБ тоже неизменно увеличивается. В 2013 году бюджет Бурятии потратит на это 5,26 млн рублей, в 2014 году зарплата Наговицына за год составит уже 5,57 млн рублей, или 464 491 в месяц (без районного коэффициента и других компенсационных выплат)». Эта информация основывалась на официальных данных, приведенных в законах о бюджете республики соответственно на 2013-й и 2014-й годы. Два уточнения, - «без районного коэффициента» (возможно, неверное), «и других компенсационных выплат» (скорее всего, достоверное), - являются предположительными. Общий смысл этих уточнений заключается в том, что зафиксированная в законе о бюджете Бурятии сумма расходов на оплату труда главы Вячеслава Наговицына включает в себя не все бюджетные деньги, которые наш герой получает «на руки» в виде вознаграждения за свой труд и в виде компенсации расходов.

ЯНВАРЬ, 19
Александр Дмитриев
Следователи возбудили уголовное дело в отношении неизвестного лица, избившего редактора муниципальной газеты Крутихинского района, сообщили в СУ СК по Алтайскому краю. По данным следствия, нападение на редактора крутихинской газеты «Лом» Александра Дмитриева произошло еще 2 декабря (см. монитор за декабрь 2013 года). «Неустановленное лицо причинило телесные повреждения средней тяжести редактору местной газеты», - говорится в сообщении. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 118 УК РФ «(Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»), максимальная санкция которой - лишение свободы на три года. В настоящее время выясняются все обстоятельства совершенного преступления, а также устанавливается лицо, причастное к его совершению. Расследование уголовного дела продолжается.

ЯНВАРЬ, 21
Газета «Известия»
Анастасия Кашеварова
Альфа-банк и член совета директоров Альфа-групп Михаил Фридман подали судебный иск к лидеру партии «Яблоко» Сергею Митрохину, редакции газеты «Известия» и журналистке издания Анастасии Кашеваровой. Истцы настаивают на том, что они понесли репутационный ущерб в связи с публикацией высказываний об их причастности к финансированию политической деятельности Алексея Навального. Альфа-банк оценил ущерб в общей сложности в 3,75 миллиона рублей: 3 миллиона рублей с Митрохина и 500 тысяч и 250 тысяч рублей с «Известий» и Кашеваровой соответственно. В те же суммы оценивается репутационный ущерб, нанесенный Фридману. Истцы также потребовали обязать «Известия» опровергнуть порочащую их репутацию сведения. Претензии банка вызвали статья Кашеваровой «Митрохин: Навальный выполняет политический заказ Альфа-групп» и интервью с Митрохиным под заголовком «Блогер выполняет политический заказ Альфа-групп». Материалы были опубликованы в газете, соответственно, 14 и 16 января. Истцы подчеркивают, что в опубликованных статьях деятельность Навального представлена как националистическая и «чрезвычайно опасная для общества». В документе также приводятся результаты лингвистической экспертизы, обнаружившей в спорных публикациях, по крайней мере, восемь фрагментов, в которых говорится о взаимоотношениях Навального и Альфа-групп.

ЯНВАРЬ, 22
Иван Седуш
В Таганроге (Ростовская область) сотрудники полиции на четыре часа задержали журналиста 23 телеканала Ивана Седуша. Сам задержанный связывает это с эстафетой олимпийского огня в Ростове-на-Дону, в отделе полиции утверждают, что журналист не был задержан, а с ним была проведена беседа. Сотрудники правоохранительных органов доставили Ивана Седуша в 3-й отдел полиции Таганрога, где продержали около четырех часов, отпустив около 19.00, рассказал сам журналист корреспонденту «Кавказского узла». «Меня задержали при выходе из университета. В отделе полиции со мной разговаривал начальник уголовного розыска, который задал вопросы о том, какие оценки у меня были в школе, с кем общаюсь или переписываюсь. Меня также спросили, собирался ли я сегодня куда-то ехать, после чего я понял, что меня задержали из-за боязни того, что я поеду в Ростов на эстафету, хотя я никуда не собирался», - рассказал Иван Седуш. Он написал заявление в прокуратуру по факту незаконного задержания. «У меня отобрали паспорт. Говорили, что меня не задерживают, а беседуют, при этом не выпускали меня, когда я хотел уйти», - рассказал Иван Седуш.

ЯНВАРЬ, 23
Все СМИ
Правозащитная организация Freedom House заявляет, что Россия, Украина, Казахстан и Азербайджан входят в число стран, в которых в 2013 году значительно ухудшилась ситуация с политическими и гражданскими свободами. В опубликованном отчете организации «О состоянии свободы в мире-2014» говорится, что в целом ситуация в области защиты прав человек в мире ухудшается уже восьмой год подряд. Отмечается, что это самый долгий период ухудшения за всю 41-летнюю историю отчётов Freedom House о состоянии свободы в мире. Согласно документу, Туркмения и Узбекистан входят в десятку стран мира с самыми репрессивными режимами. Немногим отличается ситуация в Белоруссии. По мнению авторов доклада, в прошлом году в Пакистане улучшилась ситуация с гражданскими и политическими свободами, и эта страна стала избирательной демократией. Что касается Афганистана, то там продолжают ухудшаться демократические стандарты, подчёркивают правозащитники. В отчёте также отмечается прогресс в области обеспечения гражданских и политических свобод в Грузии и Молдавии.

ЯНВАРЬ, 23
СМИ Карелии
Журналисты Карелии обратились с открытым письмом к главе республики А. Худилайнену. В нем говорится: «Уважаемый Александр Петрович! В последние несколько месяцев Вы активно высказываетесь о журналистском сообществе республики. Редкое Ваше публичное обращение к теме СМИ не сопровождается негативными эпитетами по отношению к работе журналистов Карелии. Вы высчитываете степень информационной недостоверности публикаций, критически оценивающие результаты работы республиканского правительства, называете подобные суждения журналистов «лабудой» (это Ваше выражение) и происками жёлтой прессы. В начале декабря 2013 года на республиканской конференции партии «Единая Россия» Вы заявили, что процент дезинформации журналистами общества («распространение домыслов» – так это прозвучало из Ваших уст), составляет 95 пунктов. Если всерьёз относиться к подобному заявлению, то выходит, что средства массовой информации Карелии лишь на 5 процентов правдиво освещают события текущей жизни в Карелии, а на 95 процентов тиражируют домыслы, то есть распространяют информацию, не соответствующую действительности. Спустя некоторое время, во время большой пресс-конференции, подводя итоги 2013 года, Вы, заговорив об интернет-изданиях, сказали, что 90 процентов информации, размещаемой на них, неверно отражают действительность. То есть 10 процентов – это правда, а остальное, как Вы выразились, «накручено». Из сказанного понятно, что на 90 процентов веры опубликованному на республиканских сайтах нет. По крайней мере, Вы так думаете. На чём основаны Ваши утверждения? Ваши оценки СМИ Карелии дискредитируют сотрудников редакций. Ведь если глава региона называет точные цифры журналистской информационной недостоверности, то никто не рискнёт заподозрить Вас в распространении недостоверной информации. Однако, по нашему мнению, Вы, Александр Петрович, характеризуя СМИ Карелии, дезинформируете общество. Мы говорим именно о нашем мнении, потому как у нас нет данных соцопросов о доверии или недоверии респондентов к республиканским СМИ (и о каких изданиях Вы ведёте речь – о государственных, частных?). Мы считаем, что средства массовой информации республики добросовестно и разнообразно освещают события республиканкой жизни. В Карелии нет редакций, сознательно искажающих действительность. Хотя, естественно, у каждого СМИ имеется собственная редакционная политика, заданная её учредителями, и потому информационные повестки изданий отличаются друг от друга, как разнятся и журналистские оценки, суждения. Постоянно повторяющиеся несправедливые оценки, которые Вы позволяете по отношению к журналистскому сообществу Карелии, вынуждает нас публично возразить Вам, заявив, что глава Республики Карелия распространяет недостоверную информацию о СМИ Карелии, дискредитируя журналистов республики. К этому публичному ответному шагу подвигло нас очередное Ваше высказывание, когда Вы на заседании правительства республики заявили: «Людям надо давать объективную и правдивую информацию, чтобы они не пользовались лабудой в интернет-СМИ и информацией любителей анализировать цифры». В журналистских кругах республики складывается устойчивое мнение, что любая точка зрения, не совпадающая с Вашей, заносится губернатором в разряд дезинформации, «лабуды». Такое необъективное, предвзятое и даже высокомерное отношение главы Карелии к работе журналистов и Вас лично, Александр Петрович, дезориентирует (Вы оказываетесь в искусственной информационной среде, не совпадающей с реальной жизнью людей) и не добавляет авторитета действующей власти в целом. Люди сами видят проблемы своей жизни и узнают о них отнюдь не из СМИ. Редакции лишь следуют за событиями, далеко не всегда успевая сообщить обо всём происходящем. Стремление губернатора (вольно или невольно) приукрасить действительность – это Ваш личный выбор, Вы имеете право оценивать свою профессиональную деятельность лучше, чем позволяют результаты работы Вашего правительства. Не исключено, что в таком приукрашивании Вы находите рациональный смысл, полагая, что излишняя критичность оценок лишает граждан чувства социального оптимизма. Не посягая на Ваше право давать оценки событиям республиканской жизни, мы требуем такого же уважительного отношения к позиции журналистов и редакций СМИ, чьи оценки лично Вы не разделяете. Журналисты Карелии способны собирать факты, анализировать их и предлагать на суд жителей республики. У нас возникает подозрение, что Вы не понимаете разницы между пиар-сопровождением деятельности органов государственной власти (чем занимаются пресс-службы) и работой журналистов, которые в идеале должны бы служить только обществу (чего, к сожалению, тоже нет в полном объёме). Это непонимание общественного предназначения СМИ и порождает, видимо, Ваши необдуманные, небрежные высказывания по отношению к журналистскому сообществу Карелии. Рационально думающий руководитель должен, по нашему мнению, стимулировать конкуренцию во всех сферах жизни, понимая, что производственная, общественно-политическая, культурная, информационная состязательность являются необходимым условием для развития республики. По своей функции средства массовой информации обязаны максимально широко представлять события жизни, обнародовать разные точки зрения. В этом нуждаются люди. В противном случае можно в очередной раз угодить в политические и экономические тупики. Комплиментарная по отношению к власти журналистика является угрозой для общества. Союз журналистов Карелии, публикуя открытое письмо, рассчитывает на понимание и сотрудничество с органами государственной и муниципальной власти, лично с Вами. Журналисты – не оппоненты для персон власти, у них другая функция: информировать, предупреждать, анализировать, в том числе высказывать оценочные суждения. Мы, журналисты, заинтересованы в диалоге. Общество требует от власти управленческого профессионализма и открытости». Письмо подписали: Анатолий Цыганков, председатель Союза журналистов Карелии, редактор сайта «Политика Карелии»; Наталья Мешкова, ответственный секретарь Союза журналистов Карелии, главный редактор интернет-журнала «Лицей»; Григорий Воеводин, член правления Союза журналистов Карелии, руководитель интернет-проекта «64-я параллель онлайн» (г. Костомукша); Николай Абрамов, член правления Союза журналистов Карелии, журналист, писатель; Алексей Смирнов, член правления Союза журналистов Карелии, главный редактор газеты «Петрозаводск»; Евгений Белянчиков, член правления Союза журналистов Карелии, главный редактор газеты «ТВР-Панорама»; Илона Румянцева, редактор сайта «Ведомости Карелии»; Армас Машин, редактор журнала «Карелия»; Любовь Горохова, учредитель, главный редактор независимой газеты «Северные берега»; Андрей Туоми, член Союза журналистов Карелии; Надежда Васильева, ветеран журналистики, корреспондент независимой газеты «Северные берега»; Татьяна Смирнова, ветеран журналистки.

ЯНВАРЬ, 23
Елена Гребенюк
В центре Астрахани на улице Никольской при проведении съемки здания, в котором расположено министерство спорта и туризма Астраханской области, корреспондент «Кавказского узла» Елена Гребенюк столкнулась с противодействием в выполнении своих профессиональных обязанностей. Трое парней в гражданском, крепкого телосложения подошли к ней и, не представившись, потребовали прекращение видеосъемки. Аргументы журналиста и ссылки на закон о СМИ на них не подействовала. Один из парней подошел к корреспонденту и попытался выбить из рук видеокамеру. По данному факту журналистом написано заявление о привлечении нападавшего к уголовной ответственности, которое зарегистрировано в ОП №4 УМВД России по городу Астрахань. Елена Гребенюк также сообщает, что нападавшие не причисляли себя ни к каким структурам, заявляя, что они «частные лица», но при этом, по словам журналиста, их рьяно защищала заместитель начальника этого министерства, она вышла на улицу и пыталась доказать, что у них по распоряжению председателя правительства Константина Маркелова введены особые меры безопасности и «нечего ходить непонятно кому, да еще и снимать двери, ведущие в обитель праздника спорта, особенно - в связи с готовящейся пробежкой олимпийских факелоносцев». На вопрос журналиста, являются ли нападавшие работниками министерства, чиновница отвечать отказалась. А по приезду в РОВД с нападавшими «частными лицами» сотрудники полиции здоровались за руку.

ЯНВАРЬ, 23
Телекомпания «Южный регион»
На состоявшейся пресс-конференции журналисты пожаловались начальнику ГУ МВД РФ по Ростовской области Андрею Ларионову на его подчиненных. Накануне им не удалось сделать сюжет с мероприятия, проходившего на главной площади города - Театральной, и посвященного прибытию в Ростов эстафеты олимпийского огня. «Мы были аккредитованы в оргкомитете на всех мероприятиях, проходивших в этот день, прошли соответствующий инструктаж и получили бейджики с олимпийской символикой, - сказал корреспонденту ФЗГ журналист телекомпании «Южный регион» Владимир Савеленко. – Однако нас с оператором не пропустили через полицейское оцепление, хотя за оцеплением у сцены стояло много людей. Я обращался к офицерам полиции разного звания, однако ни один из них не отдал распоряжение нас пропустить и даже не попытался связаться со своим руководством, чтобы решить вопрос». Впрочем, журналистам, которым всего лишь не удалось выполнить редакционное задание, ещё повезло. Самые острые вопросы на пресс-конференции были заданы генералу Ларионову по поводу ареста гражданских активистов накануне прибытия на Дон олимпийского огня. Они получили 15 суток административного ареста за то, что якобы «выражались грубой нецензурной бранью и на замечания не реагировали». Подобные дела фабрикуются уже очень давно: накануне «марша несогласных» или визита в Ростов Президента РФ массово задерживаются гражданские активисты. Будто бы они все одновременно в разных городах области выходят на улицу и начинают нецензурно выражаться. Теперь вот власти «приняли превентивные меры» перед прибытием олимпийского огня. Так что приказ не пропускать журналистов даже на праздничный концерт на площади вполне вписывается в общую линию поведения ростовских властей и правоохранительных органов.

ЯНВАРЬ, 24
Георгий Чентемиров
Петрозаводская администрация сделала всё для того, чтобы журналисты не узнали, как мэрия залезла в карман социально незащищенных петрозаводчан. Меняются руководители города Петрозаводска, но не меняется психология чиновников. Главой Петрозаводска с недавнего времени стала Галина Ширшина, победившая на прошлогодних мэрских выборах. Одним из её главных предвыборных обещаний было – сделать власть открытой для граждан. Однако возникли те же самые проблемы, что и при прежнем градоначальнике. Муниципальные служащие пытаются скрывать информацию от редакций, не пуская их на открытые заседания. Журналист газеты «Карелия. Мой Петрозаводск» Георгий Чентемиров получил редакционное задание подготовить публикацию о материальной поддержке мэрией многодетных граждан, семей, имеющих детей инвалидов или детей с ограниченными возможностями. До последнего времени социально незащищенные категории граждан получали бюджетную поддержку, не оплачивая содержание своих детей в детсадах. А тут вдруг возник разговор, что льгота эта отменяется. Почему? Редакция и направила корреспондента разобраться в ситуации на совещание, где должен был обсуждаться данный вопрос. Однако заместитель главы Петрозаводской администрации, являющаяся одновременно и председателем комитета социального развития города Римма Ермоленко отказалась впускать журналиста Г. Чентемирова в кабинет, где проходило заседание. На его недоумение: по какому праву, ведь заседание не закрытое, а поддержка социально незащищенных граждан не подпадает под норму о государственной тайной, Р. Ермоленко заявила, что журналист, побывав на заседании, может затем неверно изложить происходящее. Потому, мол, посторонние на совещание и не допускаются, а в редакцию де пришлют итоговое решение. Вскоре стало понятно, почему заместитель мэра Петрозаводска, отвечающая за социальную политику в городе, не допустила журналиста на заседание. Дело в том, что социальная льгота на содержание детей в детских садиках не могла действовать по той причине, что муниципальные чиновники не успели вовремя подготовить документы и внести их на рассмотрение депутатов Петросовета. Почему вышел сбой – это другая тема. Для нас важнее знать, что мэрия, прячась от журналистов, намеренно утаила брак в своей работе. Поскольку не пропустить журналиста на заседание вовсе не означает, что информация о мероприятии не появится в СМИ, то руководство мэрии, упреждая публикацию в газете, после «закрытого совещания» известило на своём интернет портале, что хоть с опозданием, но льготы будут восстановлены. Правда, никаких официальных разъяснений относительно того, будут ли компенсированы расходы данной категории родителей за те месяцы, за которые они сами оплатят содержание своих детей в детских садах, не прозвучало. Как не ясным до сих пор остается: а кто-то из сотрудников мэрии понёс ответственность за недобросовестную работу? А у Союза журналистов Карелии возник свой вопрос: глава Петрозаводска Г. Ширшина накажет своего заместителя Римму Ермоленко за то, что та грубо нарушила федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (8-ФЗ от 09.02.2009 г.)? Этот вопрос в письменной форме направлен Галине Ширшиной.

ЯНВАРЬ, 25
СМИ Дагестана
Федеральные и дагестанские информагентства ввели негласный запрет на публикацию криминальных новостей из республики на время проведения Олимпиады и Паралимпиады в Сочи. Об этом заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» специальный корреспондент дагестанской газеты «Черновик» Магомед Магомедов. По его словам, 25 января крупнейшие российские информагентства, такие как РИА Новости, ИТАР-ТАСС, «Интерфакс» не стали публиковать новость об убийстве полицейского в Дагестане и проведении контртеррористической операции в центральном районе Махачкалы, в результате которой были ранены трое полицейских и убиты трое боевиков. При этом, заверил Магомедов, ранее эти агентства охотно публиковали криминальные новости из Дагестана. Магомедов рассказал, что существуют негласные указания представителям пресс-служб силовых структур, МВД, ФСБ о том, что не следует освещать в СМИ во время Олимпиады в Сочи. Следует отметить, что в ленте новостей «Интерфакса», РИА Новости действительно нет сообщений о гибели полицейского в Дагестане и режиме КТО в Махачкале. При этом на сайте «Кавказского узла» 25 января была опубликована новость о контртеррористической операции.

ЯНВАРЬ, 25
Газета «Красное Знамя»
Главный редактор газеты «Красное Знамя Севера» (Республика Коми) Д. Шучалина сообщила «БНКоми»: «В 2014-ом году «Красное Знамя Севера» вышло на новый рубеж. На нашу газету подписаны 9 388 жителей республики. Это на две тысячи человек больше, чем в ушедшем году. А общий тираж 10 000 экземпляров». Всем в республике известно, что «Красное Знамя Севера» была создана 4 года назад и получила сразу полную любовь и поддержку местных властей. Названием особо не стали себя утруждать, в республике есть старейшее издание, газета «Красное Знамя», выходящее с 1918 года, издание независимое, читаемое, а по тому неудобное местным властям. «КЗС» типичный клон, считают многие журналисты Коми, главная цель и задача которого оттянуть часть читателей от настоящего «Красного Знамени» на себя. Учитывая, что содержание подобного издания не вызывает особого интереса у населения, его тираж фактически выкупают, за счет местных бюджетов и бесплатно раздают отдельным категориям.

ЯНВАРЬ, 25
Журнал «Выбирай» - Красноярск
Журнал «Выбирай» - Тюмень
Антимомнопольные управления в Тюмени и Красноярске по случайному совпадению почти одновременно обнаружили нарушения законодательства в двух журналах с одним названием - «Выбирай». В Тюмени такой ежемесячник издает ИД «Мегаполис», распространявший рекламу «Переваловских Теремков» - квартир в «экологическом городе», возводимом компанией Arctiс GRUP. Информация об их продаже публиковалась на обложке издания, на что обратило внимание Главное управления капитального строительства по Тюменской области. Оказалось, что строятся эти дома без его разрешения. Рассмотрев обращение облправительства, УФАС признало рекламу ненадлежащей, и назначило издателю штраф в сумме 100 тыс. рублей. «Мегаполис» оспорил это решение в арбитражном суде, тот оставил его без изменений, о чем сообщила 25 января пресс- служба антимонопольного управления. А несколькими днями ранее столь же суровое наказание вынес третий арбитражный апелляционный суд в Красноярске местному журналу «Выбирай», опубликовавшему объявления двух мероприятий бара «Иксы», при этом предупреждение «18+запрещено для детей» стояло лишь под одним их них, тогда как, по закону, должно быть размещено возле каждого. «Парамон Медиа», как и «Мегаполису», выбирать в данном случае не приходится: штрафные санкции вступили в законную силу.

ЯНВАРЬ, 28
СМИ Калуги
Скандалом ознаменовалась попытка губернатора Калужской области Анатолия Артамонова пообщаться с блогосферой. На встречу с блогерами ни один из известных калужских блогеров не был пропущен, не пустили даже тех, кто сам прибыл в здание, где проходила встреча. На сайте www.admoblkaluga.ru появился документ, названный «Основные мероприятия с участием членов Правительства Калужской области с 27 января по 2 февраля 2014 года». В частности, пункт 17 данных мероприятий сообщал, что 28 января в 16.00 состоится встреча губернатора Калужской области Анатолия Артамонова с представителями столичной и региональной блогосферы. Местом проведения мероприятия было выбрано здание АЙ ТИ Центра на улице Циолковского 4. Анонс на том же сайте, опубликованный за несколько часов до мероприятия, содержал уже другую информацию. В нем ничего не говорилось про региональных болггеров, но сообщалось, что губернатор области Анатолий Артамонов встретится с представителями столичной блогосферы, и что встреча состоится в рамках пресс-тура, организованного министерством внутренней политики и массовых коммуникаций области. Однако приехавшие на место блогеры и журналисты были задержаны на подходе к кабинету, где проходила встреча. Сотрудники Артамонова не пустили на встречу блогеров Виталия Черникова, Дмитрия Мартышенко, представителей журнала «Жить Хорошо» и интернет-портала Калуга24ТВ, журналиста и фотографа газеты «Калужский Перекресток». Пока неизвестно, был ли на встрече с губернатором хоть один реальный блогер, и по какому принципу отбирались «московские блогеры». На момент выхода материала ни одного текста про эту встречу в блогах, индексируемых Яндексом, так и не появилось.

ЯНВАРЬ, 26
Владимир Соловьев
Судебный иск о защите чести и достоинства подан к телеведущему Владимиру Соловьеву. Судится с ним гендиректор баскетбольной единой лиги ВТБ Андрей Широков. Поводом стали высказывания журналиста о том, что Широков лоббирует определенные интересы. Камнем преткновения между спортивным менеджером и журналистом стали высказывания Владимира Соловьева в одном из эфиров радиопередачи. «Истец Широков посчитал, что один из эфиров Владимира Соловьева задевает его честь и достоинство, - рассказал адвокат телерадиоведущего Шота Горгадзе. - В Тверской районный суд было подано заявление с просьбой опровергнуть определенные высказывания Владимира Соловьева и взыскать с него в качестве моральной компенсации 1 миллион рублей. Владимир Соловьев в своих утренних эфирах часто озвучивает проблемы и в сфере политики, и в сфере бизнеса, и в сфере спорта в том числе. Какой именно эфир задел честь и достоинство Широкова, сказать сложно, потому что в исковом заявлении значатся выдержки из определенных фраз.

ЯНВАРЬ, 26
Николай Винник
Московский городской суд отказал в пересмотре решения по иску актера Николая Бурляева к редактору сайта «Демагогия.ру» Николаю Виннику. Кассационная жалоба была подана после того, как ответчику было отказано в апелляции. Напомним, в марте 2013 года Николай Бурляев подал иск в Симоновский районный суд Москвы после того, как сайт «Демагогия.Ру» разместил на своих страницах в разделе «Герои» биографию актера с его фотографией. Истец ссылался на нарушение статьи 152.1. ГК РФ («Право гражданина на его изображение») и указывал, что его фотография размещена на сайте незаконно, без его согласия. Он также заявлял, что использование его фотографии на сайте «Демагогия. Ру» является оскорбительным, так как он – не демагог и не занимается демагогией. Николай Бурляев требовал от ответчика, владельца сайта Николая Винника, компенсации морального вреда в размере 500 тыс. рублей и удаления изображения. Суд частично удовлетворит требования актера, снизив размер компенсации морального вреда до 10 тыс. рублей. Ответчик подавал апелляционную жалобу, но решение было оставлено в силе (см. монитор за март, декабрь 2013 года). В настоящее время жалоба на решение суда подана в Европейский суд по правам человека. Юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова, представляющая интересы Николая Винника, считает, что вынесенное решение – негативный прецедент, который может отрицательно сказаться на дальнейшей судебной практике по аналогичным искам.

ЯНВАРЬ, 27
Александр Толмачев
В Кущевском районном суде возобновляются слушания по делу редактора газеты «Уполномочен заявить» Александра Толмачева. Ростовский журналист Александр Толмачев был арестован 20 декабря 2011 года по обвинению в вымогательстве (см. монитор за декабрь 2011 года, август 2012 года, август 2013 года). Следствие продолжалось полтора года. Верховный суд РФ, рассмотрев ходатайство адвокатов и общественных защитников, принял решение о переносе слушания дела из Ростовской области в другой регион – в Кущевский районный суд Краснодарского края. Однако Кущевский районный суд принял решение проводить выездные заседания в Ленинском районном суде донской столицы, мотивируя это тем, что потерпевшие и свидетели живут в Ростове и Новочеркасске. Подсудимого Толмачева этапировали в Ростовское СИЗО, где он был помещен в спецблок строгого режима для особо опасных преступников. Как написал на своем сайте сам Толмачев, в этом блоке сидели «амазонки» (такое прозвище получили женщины, убивавшие полицейских в Ростовской области). «В других камерах находились участники бандформирований, которых выводили из камер только в наручниках и в сопровождении спецназа в масках. За Толмачевым было установлено круглосуточное видеонаблюдение. На свои многочисленные жалобы он получил ответ от охраны, что даже сам начальник этого учреждения не знает, почему журналиста перевели в спецблок, куда отправляют нарушителей режима. Тем не менее, Новый год Толмачев встретил в камере особого режима. В Новочеркасском СИЗО, где Толмачев содержался во время следствия, его также помещали в карцер, несмотря на высокое давление и кровотечение после перенесенной операции. Очередное слушание дела 28 января назначено уже в Кущевском суде, выездные заседания закончились. Сторонники Толмачева, которые приходили поддержать его в Ленинский суд, до Кущевки могут и не добраться: в блогосфере уже появились сообщения, что в связи с приближением дня открытия Олимпийских игр «въезд посторонних» на территорию Краснодарского края ограничен.

ЯНВАРЬ, 27
Елена Суслова
Татьяна Малышева
Все мы согласны с тем, что гласность несет потери от атак чиновников, политиков, бизнесменов. Но кто считал, сколько она теряет от раздрая внутри журналистского сообщества? Оскорбления друг друга на газетной полосе и в эфире, при молчаливом попустительстве коллег, длительные судебные свары наносят репутации журналиста, СМИ и гласности в целом непоправимые потери. Мы уже сообщали, что собкор независимой краевой «Открытой газеты» Елена Суслова подавала иск о защите чести и достоинства к своей коллеге из казачьей газеты «Лик Кавказа» Татьяне Малышевой за статью «Подробная инструкция по изготовлению клеветы» (см. монитор за май, сентябрь 2013 года). Напоминаем, что казачьему редактору не понравилось мнение Е. Сусловой по поводу сомнительной приватизации курортных земель казаками, и она, презрев профессиональную солидарность, употребила в своей «инструкции» такие обороты, как «выгребная яма с помоями», «журналистская проституция», «параноидальное репортерское воображение», «умалишенный параноик», «продажные журналисты – иудины отпрыски» и т.д. Несмотря на очевидность вышеперечисленных оскорблений, бои в судебных инстанциях шли с переменным успехом. Вступившее в законную силу решение суда признало всю статью «Инструкцию по изготовлению клеветы» оскорбительной и обязало автора и редактора казачьей газеты оплатить компенсацию морального вреда и судебные расходы. Решение принято еще в августе 2013 года, однако ответчица до сих пор не выплатила ни копейки - пока шли разбирательства, она стала безработной. И надолго зависла в этом качестве. И написала заявление в прокуратуру – на выигравшую тяжбу коллегу. Бывший казачий редактор в заявлении жалуется, что доступ к работе у нее теперь затруднен в связи с подорванной Сусловой репутацией, пострадали ее нематериальные блага, личные права и свободы… и просит принять меры прокурорского реагирования. По ее мнению, суд, наказав ее, не учел того факта, что «критика по определению не предполагает позитивных оценок», не учел особенностей целевой аудитории – казаков (надо полагать, привыкших все рубить с плеча, в том числе и со страниц своего издания). А не учел он их, потому что находился под влиянием негативного общественного мнения. Сформировала же его – Елена Суслова, которая в своей независимой газете придавала гласности все этапы судебной тяжбы, с целью «оказать давление на суды», короче, «использовала правосудие в личных целях». Заявительница перечислила прокурору доказательства своей репутации: благодарственные письма, почетные грамоты и членский билет партии «Единая Россия». Напомнила, что когда-то, работая в газете «Пятигорская правда», освещала острые политические вопросы, в том числе решения и действия первых лиц РФ. По ее мнению, это свидетельствует, «не взирая на отсутствие диплома о журналистском, либо ином высшем образовании», о высоких морально-этических убеждениях и позитивной оценке ее деловых качеств. Непонятно, чего хочет бывший казачий редактор от прокуратуры. Но понятно, что о репутации, как таковой, мы говорим и пишем очень мало. Иначе знал бы каждый, что это всегда нечто неосязаемое, устная оценка, передающаяся из уст в уста. И что хорошую репутацию, как и жизнь, теряют один раз и навсегда.

ЯНВАРЬ, 27
Все СМИ
В Москве судебные приставы не пускают на заседание суда по «Болотному делу» зрителей и прессу, сообщает корреспондент «Граней». Исключение сделали только для главы МГХ Людмилы Алексеевой. На суд пришли очень много людей. Холл суда переполнен, люди стоят на улице. В здание суда пускают только родственников подсудимых и тех, кто идет на слушания других дел. Пристав заявил, что пишущую прессу в суд не пустят, аккредитация бесполезна. в зале на четвертом этаже. В понедельник продолжатся прения сторон. 22 января обвинение потребовало приговорить: Александру Духанину (Наумову) и Сергея Кривова - к шести годам; Андрея Барабанова, Степана Зимина, Дениса Луцкевича, Алексея Полиховича и Артема Савелова - к пяти с половиной годам; Ярослава Белоусова - к пяти годам общего режима.

ЯНВАРЬ, 27
СМИ Приморского края
Официально зарегистрировано Приморское отделение Союза журналистов: председателю новорожденной организации Виктору Суханову в управлении минюста России по Приморскому краю вручили соответствующий документ. Одна из главных причин, по которой журналисты края решили объединиться - незащищенность СМИ, которым попросту не хватает средств на юридический отдел. Законодательство в медийной сфере, в основном, из-за политических причин, каждые три месяца подвергается пересмотру, и СМИ, которые находятся на «острие атаки», подвергаясь все более жесткому контролю. О серьезности намерений приморских журналистов говорит и следующий шаг: они выдвинули трех своих активистов, видных журналистов региона, в члены Общественной палаты Приморского края.

ЯНВАРЬ, 27
Александр Пирогов
В ФЗГ обратилась Наталия Пирогова, жена бывшего главного редактора газеты «Молодой коммунар» (Воронеж) Александра Пирогова, приговоренного к 4 годам лишения свободы. Она написала: «Хочу отметить, что все 4,5 года уголовного преследования люди, близкие к следствию, пытались убедить и нас, и общественность, что «заказчиком» уголовного преследования бывшего главного редактора газеты «Молодой коммунар» является губернатор. Однако сам Александр подобной точки зрения не придерживался никогда. «Заказчика» он назвал в своих показаниях в судебном заседании, и полный текст этих показаний был опубликован в СМИ. У меня сложилось стойкое ощущение, что «губернаторская» версия - на руку настоящим заказчикам. Помимо наказания в виде лишения свободы сроком на 4 года, с отбыванием в колонии общего режима, судья полностью удовлетворил иск потерпевшего в лице правопреемника «Молодого коммунара» - РИА Воронеж - на 20 млн. руб. По словам правозащитников, общающихся с пресс-службой областного правительства, многие из них, равно как и коллектив газеты, узнали об иске уже после приговора. Якобы, как пояснил представитель потерпевшего, на иске настаивал следователь. Отслеживая информацию об уголовных делах против журналистов и представителей СМИ в последние 2-3 года, я могу предположить, что появилась следующая тенденция. Как правило, уголовные дела стали возбуждаться по экономическим статьям, которые несложно вменить при сложившейся правовой ситуации любому хозяйствующему субъекту. Подобные дела возбуждаются, обычно, против тех журналистов, кто задел интересы или самолюбие представителей правоохранительной системы. Гражданские иски о защите чести и достоинства, и даже привлечение к ответственности по статье «Клевета» не настолько эффективны, как уголовные дела по экономическим статьям. Возможно, я ошибаюсь».

ЯНВАРЬ, 27
Независимое Информационное агентство
Третий арбитражный апелляционный суд в Красноярске удовлетворил заявление главы «Русала» Олега Дерипаски об обязании ООО «Независимое Информационное агентство» опровергнуть информацию о нарушениях, якобы допущенных металлургической компанией при уплате налогов (см. монитор за июнь 2013 года). Обжалуемая истцом публикация признана не соответствующей действительности. В тексте опровержения суд обязал СМИ указать, что «в действительности нам неизвестно о фактах нарушения Олегом Владимировичем Дерипаской налогового законодательства РФ и Гвинейской республики», передаёт РАПСИ. Таким образом, апелляционный суд отменил решение арбитражного суда Красноярского края от 30 октября 2013 года, который отказал в удовлетворении иска Дерипаски к СМИ. Как следует из заявления, в октябре 2011 года на сайте ответчика была опубликована статья под названием «Олег Дерипаска отказывается платить налоги не только в России, но и в Гвинее». Истец считает, что в данной статье содержатся несоответствующие действительности сведения, порочащие его деловую репутацию. Он просил суд обязать ответчика удалить их с сайта и разместить опровержение.

ЯНВАРЬ, 27
«Новая газета в Рязани»
В Шацке (Рязанская область) местная администрация скупила в киосках весь тираж «Новой газеты в Рязани», в котором содержится материал о незаконном бизнесе главы района Петра Калинина. «В Шацком районе, где власть игнорирует федеральное законодательство и пытается отгородить народ от сообщений прессы, живут как в некоторых республиках Северного Кавказа - по своим законам, хорошо, что не шариатским», - заявил главный редактор «НГ в Рязани» Алексей Фролов. Напомним, ранее депутат Дмитрий Гудков обратил внимание, что Калинин одновременно является и главой администрации Шацкого района, и председателем колхоза «Вперёд». По депутатскому запросу Гудкова прокуратура провела проверку и подтвердила, что Петр Калинин незаконно занимает свой пост в руководстве района.

ЯНВАРЬ, 28
СМИ Свердловской области
Очередная встреча главных редакторов СМИ Свердловской области с руководством областного суда прошла в формате свободного и конструктивного диалога - об этом вашему собкору рассказал организатор круглого стола Сергей Плотников, обозреватель «Областной газеты» и давний партнер ФЗГ. - О чём говорили? О том, что плохо, когда слово расходится с делом. Особенно если слово печатное или эфирное, а дело - уголовное. Понять границы дозволенного законом в освещении судебных процессов важно и журналистам, и судьям. Ещё важнее договориться о вещах, которые в законе не прописаны, но в судебной и медийной практике встречаются всё чаще. У представителей электронных СМИ вопросы, заданные за круглым столом в региональном Дворце правосудия, касались больше того, как людям с видео- и фотокамерами вести себя в залах и коридорах суда. Выяснилось: такие вещи, как охота за «секретными свидетелями», которую устроило одно из сетевых изданий, вызывают отторжение и у судей, и у коллег. В будущем подобные случаи вполне могут стать предметом уголовного разбирательства. Редакторы печатных СМИ, в том числе и Дмитрий Полянин из «Областной газеты», больше озаботились проблемой безразличного, пассивного отношения части населения к своим гражданским обязанностям. Это, например, проявляется в ситуации с присяжными. В Свердловском областном суде в год проходит от шести до восьми процессов с участием присяжных. Но даже на них порой не могут набрать заседателей. Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между областным судом и Свердловским творческим союзом журналистов (СТСЖ) было подписано на финише прошлого года. В минувший вторник, 28 января, был сделан ещё один шаг к взаимопониманию судов и СМИ в их ежедневной работе.

ЯНВАРЬ, 28
Все СМИ
Препятствия со стороны российских властей и самоцензура, практикуемая журналистами в условиях репрессий, привели к ограничениям в освещении острых тем, связанных с Олимпиадой в Сочи – такой вывод делается в аналитическом докладе Комитета по защите журналистов. Авторы рассказывает о том, как запугиваются местные и международные журналисты и какие препятствия чинятся им при освещении наиболее актуальных тем при подготовке к Олимпийским играм в Сочи. В докладе отмечается, что российские государственные СМИ игнорируют эти темы и публикуют пропагандистские материалы, очерняющие жертв нарушений прав человека и защищающих их активистов.

ЯНВАРЬ, 28
Газета «Острогожская жизнь»
Воронежский областной суд отказал жительнице Острогожска Татьяне Нетесовой в удовлетворении апелляционной жалобы на судебное решение по ее иску к газете «Острогожская жизнь». Истица оспаривала сведения, которые были изложены в публикации районной газеты «Острогожская жаизнь», вышедшей в сентябре 2013 года во время предвыборной кампании. Татьяна Нетесова заявляла, что, будучи кандидатом в депутаты Острогожского райсовета, она воспользовалась предоставляемым законодательством правом бесплатно опубликовать свое обращение к избирателям. Однако в текст, который она предоставила в редакцию «Острогожской жизни», были внесены изменения. В частности, в обращении появилась фраза: «Мое отличие от других кандидатов в том, что я молодой специалист, образование высшее, начинаю свою деятельность в родном селе». Татьяна Нетесова утверждала, что этого предложения не было в исходном тексте обращения. Ее рабочий стаж исчисляется с 1974 года, и такие слова истица рассматривала как оскорбление и насмешку над своим возрастом. Более того, истица полагала, что указанная фраза негативно повлияла на ее предвыборную кампанию, снизила доверие избирателей (см. монитор за сентябрь, декабрь 2013 года). Татьяна Нетесова требовала в судебном порядке признать текст публикации не соответствующим действительности и ущемляющим избирательные права. Моральный вред, нанесенный ей, истица оценила в 50 тыс. рублей. Однако суд первой инстанции счел, что оспариваемые сведения не являются порочащими и отказал в ноябре прошлого года истице в ее требованиях. Воронежский областной суд оставил решение без изменения. Интересы редакции газеты в судебном процессе представляла юрист Центра защиты прав СМИ Екатерина Михеева.

ЯНВАРЬ, 28 - 30
Телеканал «Дождь»
Кабельные сети могут прекратить вещание телеканала «Дождь», опубликовавшего на своем сайте скандальный опрос о блокаде Ленинграда. Накануне 70-ой годовщины освобождения города телеканал поинтересовался у посетителей сайта нужно ли было сдать город немцам и финнам для спасения его жителей. Опрос телеканала вызвал бурю обсуждения и негодования у депутатов Госдумы и патриотической общественности, их поддержали и представители кабельных сетей. Президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин заявил, что вещание «Дождя» может быть прекращено. По его словам, в тот момент, когда он увидел опрос в эфире «Дождя», у него сразу же возникло желание немедленно отключить канал от эфира. Замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин поддержал Припачкина. По его словам, «операторы кабельных и спутниковых сетей не имеют права не транслировать только десять обязательных общедоступных каналов». Он добавил, что в ближайшее время опросу о блокаде будет дана юридическая оценка. Парламентарии тем временем готовят запрос о проверке действий канала в Генеральную прокуратуру. «Завтра я направлю соответствующий документ Юрию Чайке с просьбой проверить на соответствие законодательству такого рода действий», - сообщил «Интерфаксу» зампредседателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков. Ранее в похожем ключе высказался и вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев. «К сожалению, пока нет правовой нормы, предусматривающей уголовную ответственность за действия, связанные с осквернением, оскорблением памяти погибших воинов», - посетовал вице-спикер. Официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева заявила, что ведомство готово рассмотреть запрос о проведении проверки в отношении «Дождя», как только получит официальное письмо. В то же время Совет по правам человека при президенте РФ назвал цензурой предложение президента Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) исключить телеканал «Дождь» из пакетов кабельного телевидения. 30 января поступило сообщение о том, что прокуратура Санкт-Петербурга начала проверку телеканала «Дождь». Как следует из сообщения надзорного ведомства, прокуроры намерены выяснить, «перешел ли телеканал все грани допустимого перед памятной датой».

ЯНВАРЬ, 29
ИА SakhalinMedia
Совместное заявление Собюза журналистов России, Фонда защиты гласности и Центра защиты прав СМИ о ситуации вокруг ИА SakhalinMedia. В ноябре прошлого гола в редакции ИА SakhalinMedia, входящего в холдинг PrimaMedia, прошли обыски. Основанием для них стало уголовное дело по ч.2 ст. 128.1 УК РФ («Клевета»). Полицейские изъяли из редакции все жесткие диски, ноутбуки и другие носители информации. Работа информационного агентства была парализована. Уголовное дело было возбуждено по заявлению сенатора от Сахалинской области Александра Верховского. Сами полицейские объяснили обыски поисками оригинала письма, содержащего обращение жителей поселка Озерский Корсаковского района Сахалинской области к президенту РФ Владимиру Путину, на основании которого на сайте ИА SakhalinMedia был опубликован материал под названием «Спасти их от сенатора-бизнесмена просят Путина жители поселка Озерский на Сахалине» с критикой положения дел в поселке. Именно эта публикация стала поводом для обращения Александра Верховского в правоохранительные органы с заявлением о клевете. Затем обыски прошли также в офисе приморской редакции медиахолдинга PrimaMedia во Владивостоке (см. монитор за ноябрь 2013 года). Эти события вызвали справедливое осуждение в журналистской среде. Очевидное отсутствие необходимости в столь жестких действиях полиции, нарушивших работу СМИ, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов отметили в своих открытых обращениях многие журналистские организации, в том числе Союз журналистов России (www.ruj.ru), Центр защиты прав СМИ (www.mmdc.ru) и Фонд защиты гласности (www.gdf.ru). Однако, реакции со стороны правоохранительных органов тогда на последовало, и до сих пор мы наблюдаем повышенное рвение следственной бригады из десятка следователей, как будто это расследование серьезного убийства или иного общественно-опасного преступления. Центр защиты прав СМИ расценил действия правоохранительных органов в редакции как демонстрацию силы, сознательное нарушение полноценной работы редакции СМИ и запугивание журналистов, и мы солидарны с такой оценкой. Мы также согласны с тем, что такие обыски в редакции СМИ и изъятие носителей информации из редакции – это еще и покушение на профессиональную тайну журналиста, на конфиденциальность источника информации, что является нарушением ст. 10 Европейской конвенции. На редакционных компьютерах могла находиться информация, предоставленная журналистам с условием соблюдения конфиденциальности по другим опубликованным или готовящимся к публикации материалам. Действия сахалинской полиции фактически поставили под угрозу соблюдение этой тайны. Сейчас, когда следствие готовится предъявить обвинение по уголовному делу, мы снова обращаем внимание на ситуацию явно незаконного давления на журналистов со стороны сенатора Александра Верховского и недопустимого вмешательства в деятельность СМИ со стороны правоохранительных органов в ситуации, когда пресса добросовестно выполняет свою профессиональную миссию и стоит на страже общественных интересов. Мы рассматриваем участившиеся случаи уголовного преследования журналистов в России за клевету как чрезмерную меру, направленную на подавление свободы слова и ограничение критики власти в СМИ, в особенности в Интернете. Мы вновь обращаемся к руководству МВД РФ и Генпрокуратуры с требованием дать правовую и профессиональную оценку действиям сахалинской полиции в редакциях SakhalinMedia и PrinaMedia и прекратить незаконное преследование журналистов.

ЯНВАРЬ, 29
Михаил Скрыльников
Российские пограничники в Белгородской области сняли с поезда Севастополь-Москва украинского журналиста Михаила Скрыльникова. Как сообщает «Совершенно секретно», журналисту объявили, что въезд в Россию закрыт для него до 2016 года. Скрыльников готовил для «Совершенно секретно» материал об отношении жителей Крыма к последним событиям на Украине. На границе Скрыльникову заявили, что запрет на въезд ему оформило УФМС России по Брянской области за некое «миграционное правонарушение» на территории региона. При этом в Брянской области журналист никогда не бывал. Из Украины он ехал в Московскую область, где у него постоянно живут жена и сын. Сроков пребывания в России Скрыльников также не нарушал. Последний раз он пробыл в стране менее 90 дней и выехал вовремя - 19 января. Документ о снятии с поезда и запрете на въезд в Россию Скрыльников не подписал, считая претензии пограничников и УФМС необоснованными. Лист с протоколом сфотографировать пограничники ему не дали. Также они не назвали статью закона, которой руководствовались, и отказались разъяснить, что конкретно стало причиной оформления запрета. На все вопросы Скрыльникову предложили обращаться в УФМС по Брянской области. Порядок обжалования решения на границе разъяснить также отказались. Журналист не оформлял вид на жительство в России, так как по семейным обстоятельствам ему постоянно приходится ездить в Севастополь. Кроме того, он никогда не работал в России. Внесение журналиста в базу ФМС не позволит ему приезжать к семье в течение двух лет. На приграничной станции Казачья Лопань украинские пограничники рассказали Скрыльникову, что подобные случаи происходят с украинцами регулярно. Им оформляют запреты УФМС тех регионов, в которых они никогда не бывали.

ЯНВАРЬ, 29-30
Александр Сутурин
В ФЗГ поступила информация, что в отношении редактора газеты «Молодой дальневосточник» Александра Сутурина возбуждено административное дело в рамках нового закона о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений. Речь идет о статье в «МД» о местном активисте Александре Ермошкине, а именно, о цитате о нетрадиционной ориентации. Пока, как сообщает сам Сутурин, дело находится на местном уровне – «есть только протокол заседания отдела контроля в сфере массовых коммуникаций РКМ с привлечением представителей органов, уполномоченных в сфере масс. комм. и защиты прав ребенка», - сообщил А. Сутурин в сети Facebook. Суд в Хабаровске 30 января оштрафовал главного редактора газеты «Молодой дальневосточник» за публикацию об уволенном учителе-гее. Суд признал Александра Сутурина виновным в совершении административного правонарушения и назначил наказание в виде штрафа в 50 тысяч рублей. Сутурин намерен обжаловать решение суда.

ЯНВАРЬ, 29
Все СМИ
Известный на Урале бизнесмен Владимир Щукин, возглавлявший в прошлом заслужившую скандальную славу «Продовольственную корпорацию Урала» и Южный автовокзал Екатеринбурга, стал председателем «областного «Народного фронта». По крайней мере, в таком статусе он фигурирует в пресс-релизе, опубликованном на сайте ГУ МВД РФ по Свердловской области о встрече участников путинского движения с советом ветеранов полицейского главка. На этой встрече Щукин предложил ограничить свободу средств массовой информации. «Необходима цензура. Сейчас в СМИ очень много негативной информации, что сказывается на подрастающем поколении», - заявил бизнесмен.

ЯНВАРЬ, 29
Газета «Коммерсантъ»
Адвокат Андрей Красненков, представляющий интересы главы Чечни Рамзана Кадырова, подал иск к газете «Коммерсантъ». Претензии юриста связаны со статьей, посвященной рассмотрению дела бывшего главы правозащитного общества «Мемориал» Олега Орлова о клевете на Кадырова. В исковом заявлении Красненков требует взыскать в его пользу миллион рублей с самого издания и по 50 тысяч рублей с авторов статьи. Кроме того, адвокат требует опровержения информации, которая, как он считает, порочит его честь, достоинство и деловую репутацию. Причиной подачи иска стала статья, опубликованная «Коммерсантом» в сентябре 2010 года. Недовольство Красненкова вызвала приведенная изданием цитата из его выступления на процессе по делу Орлова. Речь идет о его обещании предоставить суду материалы Интерпола о деятельности «Мемориала» и обнародовать информацию о подтасовке фактов сотрудницей правозащитной организации Натальей Эстемировой.

ЯНВАРЬ, 29
«Независимая газета»
Газета «Известия»
Руководитель Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) Сергей Белоконев утверждает, что против агентства развернута информационная кампания по его дискредитации, и отмечает, что подал исковые заявления о защите чести и достоинства к редакциям двух СМИ. «Основная позиция, которую мы выдерживали и выдерживаем, что в первую очередь мы должны заниматься молодыми людьми, их интересами, их проектами. И, конечно, мы должны в меньшей степени заниматься политикой, но, к сожалению, последние несколько недель вокруг агентства разворачивается серьезная информационная кампания, которая направлена на дискредитацию Федерального агентства и, в частности, меня как руководителя», - сказал Белоконев. Глава Росмолодежи заявил, что накануне в ряде российских СМИ вышли ложные статьи о нем и его ведомстве. В связи с этим Белоконев подал исковые заявления о защите чести и достоинства с требованием компенсации морального вреда на редакцию «Независимой газеты» и на редакцию «Известий» в Мещанский и Савеловский суды Москвы. Напомним, 28 января в «Известиях» вышла статья о том, что Фирма-подрядчик, которая обслуживала молодежный форум «Селигер», обвиняет Росмолодежь в невыплате более 3 млн рублей по результатам выполнения заказа.

ЯНВАРЬ, 29
Первый канал
Арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении иска фирмы «Пьезоприор» о признании не соответствующими действительности сведений, распространенных Первым каналом в сюжете об аресте юриста Дмитрия Виноградова, осужденного к пожизненному заключению за убийство шестерых коллег. В одном из сюжетов программы «Время» 8 ноября 2012 года были распространены, как считает истец, ложные в отношении него сведения, порочащие его деловую репутацию в сфере предпринимательской деятельности. В решении суда отмечается, что сюжет был посвящен аресту юриста Дмитрия Виноградова. В сюжете говорилось, что «следователи по делу выясняют, где Виноградов получил медицинскую справку, необходимую для покупки оружия и подтверждающую психическое здоровье, кто из наркологов и психиатров фактически дал оружие в руки убийце», говорится в решении суда. Истец, который оказывает медицинские услуги с 1998 года, указал в иске, что «включение его в данный репортаж носит цель распространить ложные сведения, порочащие его деловую репутацию». В иске говорится, что фирма «Пьезоприор» не выдавала справку Дмитрию Виноградову, она не осуществляет продажу каких-либо справок, в том числе справок от психиатра и психиатра-нарколога. В ходе медицинского осмотра клиентов истца осматривают все необходимые врачи, сообщил истец. Ответчик сообщил, что часть сюжета, которая была посвящена эксперименту по получению медицинской справки за деньги без фактического прохождения медицинской комиссии, была построена таким образом, что наименование истца по делу ни разу не упоминается. Показанные в сюжете вывески и части здания, в котором располагается фирма «Пьезоприор», не указывают на то, что справка была получена именно у нее. В оспариваемом сюжете отсутствуют ссылки на юридическое лицо (истца), отсутствуют утверждения о деятельности именно истца, указал суд. Кроме того в спорной информации отсутствуют сведения о фирменном или сокращенном наименовании истца.

ЯНВАРЬ, 29
Социальная сеть «Вконтакте»
Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области отказал туристической интернет-компании OneTwoTrip Ltd. в иске о защите деловой репутации к социальной сети «ВКонтакте», а также к ее владельцу. Об этом сообщила пресс-служба Высшего арбитражного суда РФ. Причины принятия этого решения пока не уточняются. Как ранее сообщала представитель компании OneTwoTrip, судебное разбирательство было связано с наличием в соцсети сообщества, которое, по оценке истца, необоснованно порочит репутацию бренда. По ее словам, администрация соцсети уведомила OneTwoTrip, что удаление этого сообщества возможно только в судебном порядке. Финансовых претензий к соцсети у OneTwoTrip нет. Компания OneTwoTrip, согласно ее сайту, занимается, в частности, интернет-продажей авиабилетов со скидками от различных авиакомпаний.

ЯНВАРЬ, 29 - 30
Телеканал «Дождь»
Жители нескольких городов России сообщили об отключении вещания телеканала «Дождь». Об отключении «Дождя» пишут в социальных сетях жители Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Уфы, Перми, Ярославле, Рязани и Самаре, Нижнем Новгороде и Волгограде. Судя по сообщениям, в большинстве городов вещание «Дождя» прекратилось у абонентов оператора «Дом.ру». На сайте «Дом.ру» объясняется, что «Дождь» был отключен 29 января, поскольку с ним «до настоящего времени не был заключен договор». При этом «Дом.ру» не объяснил, почему проблема отсутствия договора стала актуальна именно сейчас. 28 января президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин предложил операторам отключить вещание телеканала «Дождя» из-за вызвавшего скандал опроса, посвященного 70-летию блокады Ленинграда. Опрос «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней» проводился 26 января, а позже был с извинениями удален руководством «Дождя» с сайта. Позднее телеканал «Дождь» также перестали показывать в Москве и Московской области, Воронеже, Кургане, Чебоксарах, Томске, Челябинске, Курске, Новосибирске, Абакане, Омске, Пензе, Йошкар-Оле, Барнауле. Отключившие вещание телеканала «Дождь» операторы неофициально заявили, что им приказано было это сделать под любым предлогом. Об этом в эфире «Дождя» рассказала генеральный директор телеканала Наталья Синдеева. По ее словам, активные действия против «Дождя» начались после сюжета про дачи высокопоставленных чиновников в кооперативе «Сосны».

ЯНВАРЬ, 29
Телеканал «Дождь»
Скандал с телеканалом «Дождь», который несколько дней назад разместил некорректный опрос на тему снятия блокады Ленинграда, докатился и до Сургута. На его частоте абоненты сети кабельного телевидения «Югрател» могут видеть настроечную таблицу. Как сообщили в справочной службе «Югратела», канал отключен и больше транслироваться не будет. Объяснения посоветовали искать в сети Интернет.

ЯНВАРЬ, 29
Все СМИ
За несколько дней до начала зимних Олимпийских игр в Сочи правозащитные организации обвинили власти России в массовых нарушениях прав человека. С соответствующим заявлением выступили на совместной пресс-конференции в Берлине представители организаций Human Rights Watsh (HRW) и «Репортеров без границ». Представитель HRW Вольфганг Бютнер (Wolfgang Büttner) сообщил, что его организация зафиксировала в Сочи массовые нарушения прав человека. К ним в HRW относят ситуацию с трудовыми мигрантами, отнятие земель у местного населения в пользу строительства олимпийских объектов, экологический ущерб, а также законы, дискриминирующие сексуальные меньшинства. «Репортеры без границ» добавили к этому перечню жесткие ограничения на свободу прессы. «Даже если иностранные журналисты не столкнутся с цензурой, они будут под постоянным наблюдением», - заявил член правления «Репортеров без границ» Михаэль Редиске. Руководитель германского отделения «Репортеров без границ» Кристиан Мир в интервью Deutsche Welle напомнил, что за время третьего президентского срока Владимира Путина в России было принято большое количество законов, сделавших возможным цензуру и постоянную слежку, в том числе в интернете. «Многие журналисты жалуются, что эти законы нависли над ними, как дамоклов меч. И это ведет к самоцензуре», - отметил Мир.

ЯНВАРЬ, 29
Пьер Арвиль
В Дагестане отпущен ранее задержанный корреспондент французского издания Le Figaro Пьер Арвиль, приехавший писать статью о представительнице ДРОО «Правозащита» Зареме Багавутдиновой. Журналист подтвердил факт своего освобождения из отдела полиции, однако отказался давать какие-либо комментарии корреспонденту «Кавказского узла». «Журналист прибыл в Буйнакск для того, чтобы подготовить материал о моей сестре Зареме (подозревается в вербовке местных жителей в вооруженное подполье. - прим. «Кавказского узла»). Мы договорились с ним о встрече в магазине «Гураба», где ранее работала Зарема. Однако когда я подъехала продавец магазина сообщила мне, что журналиста задержали сотрудники полиции», - рассказала жительница города Буйнакск Бурлият Багавутдинова. Зарема Багавутдинова была задержана в Буйнакске 4 июля, а 6 июля была арестована судом на основании показаний двух задержанных жителей Буйнакска, в домах которых были найдены оружие и гранаты. 18 декабря правозащитный центр «Мемориал», который следит за делом Багавутдиновой, принял решение о признании ее политической заключенной. В дежурной части ГОВД Буйнакска информацию о доставлении в отдел полиции иностранного гражданина не подтвердили. Между тем, по словам источника в отделе полиции, причиной доставления в полицию стала проверка паспорта, которого у журналиста не оказалось. Продавщица магазина «Гураба», где был задержан журналист, сообщила о повторном визите сотрудников полиции. «Около 16 часов, через два часа после того, как из магазина увезли французского репортера, к нам опять ворвались сотрудники полиции. От меня требовали, чтобы им назвала личные данные, грубили, при этом сами отказались предоставить свои удостоверения», - сообщила корреспонденту «Кавказского узла» продавщица, представившаяся как Равзанат.

ЯНВАРЬ, 30
ИА EAOMedia
В сентябре прошлого года в Центральный районный суд Хабаровска обратилось ООО «Прима Медиа» с заявлением об оспаривании требований Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу. Ведомство требовало от главного редактора ИА EAOMedia (принадлежит ООО «Прима Медиа») удалить с сайта фотокопию паспорта гражданина Израиля, бывшего депутата гордумы Биробиджана Иосифа Бренера. В июне 2013 года на сайте EAOMedia было опубликовано сообщение «Политический скандал в Биробиджане: у депутата городской думы выявили гражданство Израиля». Информация сопровождалась фотокопией израильского паспорта героя публикации. После этого Иосиф Бренер обратился в местное управление Роскомнадзора с жалобой о незаконном распространении его персональных данных. Представители редакции ссылались на то, что информация об израильском гражданстве депутата стала известна после проверки, проведенной правоохранительными органами и отставки Иосифа Бренера. Журналисты настаивали, что распространяя сведения о нем, как о публичной персоне, они защищали общественный интерес: Бренер не имел права быть депутатом, имея гражданство Израиля. Соответственно, редакция не нарушала законодательство о персональных данных, огласив гражданство бывшего депутата без его разрешения. Фотокопия же израильского паспорта Бренера, размещенная на сайте, служит подтверждением достоверности изложенной информации. Однако суд сослался на то, что на копии паспорта экс-депутата была размещена фотография, содержащая биометрические данные владельца. Необходимость распространения биометрических данных, которые относятся к персональным, редакция не объяснила. Судья также заявил, что Иосиф Бренер на момент публикации уже не являлся депутатом гордумы, поэтому публикация копии его паспорта не представляла общественного интереса. К тому же, раз Бренер уволился по собственному желанию, то его увольнение не имеет общественной значимости. Поэтому в признании требований Роскомнадзора незаконными ООО «Прима Медиа» суд отказал. Консультационные услуги представителям редакции оказывали юристы Центра защиты прав СМИ.

ЯНВАРЬ, 30
Сайт газеты «Ведомости»
Сайт газеты «Ведомости» подвергся DDoS-атаке. Об этом сообщил директор цифровых продуктов издательского дома Sanoma Independent Media Виктор Саксон на своей официальной странице в Facebook. Недоступность сайта подтверждает ресурс Down For Everyone or Just Me, в функции которого входит отслеживание падений сайтов. «Ведомости» издаются издательским домом Sanoma Independent Media совместно с английской Financial Times и американской The Wall Street Journal

ЯНВАРЬ, 30
Александр Валов
В Сочи (Краснодарский край) полицейские составили на главного редактора независимого портала «БлогСочи» Александра Валова протокол об административном правонарушении за отсутствие у него регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, которую, по мнению правоохранителей, он должен иметь, поскольку на сайте содержится реклама. По словам блогера, утром в его квартиру пришли трое полицейских и пригласили проехать с ними в отделение для составления протокола по статье 14.1 КоАП («Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения»). Правоохранители мотивировали это тем, что на сайте «БлогСочи» содержится реклама, а, значит, осуществляется предпринимательская деятельность. «Изначально меня хотели задержать и увезти. Тогда я позвонил адвокату, и он сказал, что по этой статье они не имеют права задерживать, потому что это статья административного кодекса. Затем главный из этих полицейских начал бегать, звонить руководству, и в итоге составили протокол», - рассказал Валов, добавив, что после этого полицейские ушли. «Это уже пятая подобная ситуация, такого рода протокол и приход полиции в течение около полумесяца. Это происходят постоянно, как будто развернута кампания олимпийских репрессий. Больше всего меня поразило, что я переехал на новое место жительства специально, чтобы избежать всего этого, но полиция все равно в курсе, где я живу, видимо прослушивают телефоны», - полагает блогер. Портал «БлогСочи» был запущен в 2009 году и вскоре стал одной из самых популярных среди жителей Сочи блогерских площадок. В блоге неоднократно размещались критические материалы о подготовке к Олимпиаде и мэре Сочи Анатолии Пахомове. Ежедневная посещаемость сайта составляет около 25 тысяч пользователей.

ЯНВАРЬ, 30
Михаил Афанасьев
В абаканском суде рассматривается иск УФСКН по Хакасии к лидеру общественного движения «Доколе?!» Игорю Покусину. В качестве третьего лица привлечен редактор интернет-журнала «Новый фокус» Михаил Афанасьев. Суть иска: наркоконтролю не понравилась статья, размещенная на сайте Афанасьева. Автор материала - Игорь Покусин, чей сын осужден на 12 лет за распространение наркотиков. Однако И. Покусин уверен, что его ребенка осудили незаконно. Трагедия одной семьи вылилось в создание общественного движения «Доколе?!», к которому присоединились вскоре другие люди. Апогеем общественного недовольства стал митинг, прошедший в августе прошлого года, на котором собравшиеся выразили недоверие правоохранительным органам. Покусин разместил на сайте «Новый Фокус» материал, в котором представил хакасский наркоконтроль далеко не с лучшей стороны, утверждая, что их методы работы носят противозаконный характер. Ведомство подало в суд. Накануне на пресс-конференции глава УФСКН по РХ Валерий Сафьянов прокомментировал корреспонденту ИА «Хакасия» суть требований: рассматривается иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, наркоконтрлоь намерен добиваться опровержения сведений, указанных в статье, а также убрать ее с ресурса «Новый Фокус». Денежной компенсации не заявлено.

ЯНВАРЬ, 31
Телеканал «Дождь»
В Омске исчезнувший с телеэкранов «Дождь» может обернуться для операторов градом исков и заявлений в правоохранительные органы. Инициирует его известный гражданский активист Виктора Корб, призвавший в своем блоге «наказать рублем придурков», отключивших вещание телеканала. Он уверен, что прямое юридическое действие в данном случае намного эффективней сбора подписей или «чириканья в твиттере», поскольку одновременно с гражданскими правами телезрителей провайдеры нарушили и более ощутимые – потребительские. В «Открытом журнал» блогер разместил образец претензии к «ЭР-Телеком Холдингу», указав в ней, что на протяжении нескольких лет, являясь его абонентом, добросовестно оплачивает все счета за пользование услугами пакета «Дом.RU кабельное ТВ, г. Омск» по предоставлению доступа к телеканалам. Однако 29 января, пишет Корб, без предварительного уведомления оператор лишил его возможности просмотра трансляция ТК «Дождь», выкинув ее из сетки вещания. «Это действие осуществлено с грубым нарушением договора на предоставление услуг, публичных оферт, действующего законодательства о защите прав потребителей». Причиненный ему моральный вред и материальный ущерб оппозиционер оценил в 100 тысяч рублей. Он намерен в ближайшее время разместить в ЖЖ образцы заявлений в суд, антимонопольное управление и другие надзорные органы. Виктор Корб предлагает разослать эти документы по инстанциям и «распространить информацию по всем доступным каналам», проявив таким образом «самоорганизованность и гражданскую солидарность». «Сотни и тысячи претензий от потребителей, подкрепленные судебными исками станут веским аргументом для владельцев и менеджеров, умеющих считать деньги в своих карманах», – полагает оппозиционер. Как сказал корреспонденту ФЗГ Виктор Корб, трое активных блогеров уже отписались в ЖЖ, что последовали его примеру, и, судя по возрастающему количеству просмотров этой темы, «процесс пошел».

ЯНВАРЬ, 31
«Эхо Москвы»
Гагаринский суд Москвы отклонил иск участницы панк-группы Pussy Riot Екатерины Самуцевич о защите чести и достоинства к ее бывшему адвокату Николаю Полозову, сообщает РАПСИ. Самуцевич требовала опровергнуть порочащую ее информацию, которая была опубликована в «Живом журнале», соцсетях, на «Эхе Москвы» и в блоге адвоката. Первоначально Самуцевич просила взыскать с Полозова компенсацию в размере 1,5 миллиона рублей, но, когда выяснились масштабы публикаций информация, она увеличила иск до трех миллионов рублей.

ЯНВАРЬ, 31
Все СМИ
Иностранным журналистам разрешили работать в российских СМИ без учета существующих региональных квот на привлечение трудовых ресурсов из-за рубежа. Но высококвалифицированные специалисты – а именно к ним причислили заграничных коллег – обойдутся отечественным работодателям недешево: им должны платить не менее 2 млн руб. заработной платы в год. Плюс соответствующие налоги и сборы во внебюджетные фонды.

Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин подписал приказ о признании корреспондентов и ведущих программ высококвалифицированными специалистами. Документ, прошедший в конце января процедуру регистрации в министерстве юстиции, позволяет привлекать зарубежных журналистов на льготных условиях, как и представителей более пятидесяти иных профессий. В большинстве своем речь идет о руководителях разного уровня, инженерных кадрах, а также творческой интеллигенции.

Самый большой вопрос – с размером оплаты труда. Если он менее указанного в законе (2 млн руб. в год, не считая налогов), то льгота не действует. Понятно, что такие зарплаты могут себе позволить мало какие редакции. Но наверняка они посильны для государственных средств массовой информации. Особенно тех, которые нацелены на зарубежную аудиторию. Речь идет о телеканале Russia Today и одноименном агентстве, организованном на базе РИА Новости.

В любом случае, признание за журналистом априори высокой квалификации дает повод для робкой надежды: глядишь, через какое-то время родное государство станет относиться и к собственным сотрудникам СМИ с должным уважением.

ЯНВАРЬ, 31
Газета «Труд»
Кинорежиссер Никита Михалков подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете «Труд». Об этом сообщила пресс-секретарь Тверского районного суда Екатерина Коротова. «Истец просит признать порочащими сведения, распространенные ответчиком, и взыскать в совокупности 2 миллиона 50 тысяч рублей», - сказала она. Режиссер требует взыскать 2 млн руб. за публикацию «Бриллиантовый конфликт» и еще 50 тыс. за статью «Алмазы Никиты Михалкова арестованы». Речь в материалах газеты идет об алмазоперерабатывающей компании, совладельцем которой является Михалков.

ЯНВАРЬ, 31
Александр Коряков
Бывшая глава Пенсионного Фонда России по Петербургу и Ленобласти Наталья Гришкевич, обвиняемая в получении взятки в 47 млн рублей, напала на фотографа «Коммерсанта» Александра Корякова. Инцидент произошел около 17:00 в здании Приморского районного суда, где должно было пройти предварительное судебное заседание по делу Гришкевич. Коряков и журналист «Коммерсанта» Дмитрий Маракулин находились в коридоре, чтобы снять Гришкевич, когда та будет выходить из зала. «В коридоре адвокат Григорьева начала заслонять собой Гришкевич, мешая мне снимать. После этого Гришкевич схватилась за ремешок фотокамеры, начала ее дергать и кричать, что сейчас разобьет фотоаппарат. Я камеру не отпускал. Так, сцепившись, мы спустились по лестнице вниз, и вышли из здания суда. Только там она отпустила фотоаппарат», - рассказал фотограф «Коммерсанта». Журналист также отметил, что машина, в которую сели Гришкевич и ее адвокат, выезжая с парковки, задела его. Скорее всего, это произошло случайно, добавил он. Сотрудники «Коммерсанта» вызвали на место происшествия полицию, но те приехали уже после того, как Гришкевич уехала. Коряков написал заявление – бывшая чиновница повредила ему камеру, хотя и незначительно. Заявление было принято в отделе полиции №25.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни