Результаты мониторинга
3 Декабря 2013 года

Результаты мониторинга ФЗГ – ноябрь 2013

Случаи гибели журналистов – 1 (Константин Бауэр, Лесосибирская городская телерадиокомпания, Красноярский край).

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 5 (съемочная группа Life News, Москва; Андрей Петров, корреспондент информационного портала V1.ru, и Петр Лукашин, оператор портала V1.ru, Волгоград; Ирина Губарева и Виталий Ганнащук, журналисты еженедельника «Бизнес-курс», Омск; съемочная группа «Рен-ТВ», Москва; съемочная группа ТВЦ, Москва)

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – ()

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 3 (Станислав Калиниченко, независимый журналист и блогер, Кемерово; редакция газеты «Четвертая власть», Саратов; Валерий Усков, бывший редактор газеты «Правда города Златоуста», и Вячеслав Байдарико, журналист этого издания, Челябинская область).

Увольнение редактора, журналиста – ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 8 (Александр Ермаков, корреспондент «Фонтанки.Ру», Санкт-Петербург; Станислав Калиниченко, независимый журналист и блогер, Кемерово; Эйстейн Боген, репортер норвежского телеканала TV2, и Оге Эюн, оператор этого телеканала, Краснодарский край, - 3 раза; Екатерина Лукьянова, независимый журналист, в Краснодарском крае; Валерий Усков, бывший редактор газеты «Правда города Златоуста», и Вячеслав Байдарико, журналист этого издания, Челябинская область; Андрей Новичков, корреспондент «Граней», Москва).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 16 на сумму 24 084 667 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 5, удовлетворено – 4, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 548 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 31

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 4 (Павел Ященков, обозреватель «Московского комсомольца», Москва; съемочная группа Life News, Москва; Владислав Степанов, редактор портала wolsk.ru, Саратовская область; журналисты газеты «Копейский рабочий», Челябинская область).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 1 (газета «Золотое кольцо», печатная версия, Ярославль).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 4 (газета «Веськыд сёрни», Республика Коми – 4 раза).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – ().

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 10 (видеокамера съемочной группы Life News, Москва; фотоаппарат Владислава Степанова, редактора портала wolsk.ru, Саратовская область; компьютеры Сергея Резника, корреспондента газеты «Южный федеральный, Ростов-на-Дону – 2 раза; видеокамера и компьютеры газеты «Правда города Златоуста», Челябинская область – 3 раза; видеокамера съемочной группы ТВЦ, Москва; компьютеры ИА SakhalinMedia, Южно-Сахалинск; компьютеры ИА PrimaMedia, Владивосток).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 38

НОЯБРЬ, 1-6
Эйстейн Боген
Оге Эюн
Полиция Адыгеи и Краснодарского края терроризировала съемочную группу норвежского телеканала TV2, направлявшуюся в Сочи для освещения подготовки к Олимпиаде. Дорога репортера Эйстейна Богена и оператора Оге Эюна из Майкопа в Сочи заняла три дня - с 31 октября по 2 ноября. За это время машину, арендованную ими, шесть раз останавливала ГИБДД. Трижды - в Майкопе, Хадыженске и Туапсе - журналистов задерживали и доставляли в отдел полиции. Объяснения Богена и Эюн о целях их пребывания в регионе всякий раз воспринимались с недоверием. В ряде случаев силовики допрашивали норвежцев об их образовании, религиозных взглядах и личной жизни. Требования задержанных связаться с посольством Норвегии выполнялись лишь после долгих споров. В Майкопе полицейский требовал от Богена пройти медосвидетельствование на предмет приема наркотиков, угрожая в случае отказа заключением в колонию. Силовик пояснил, что отказ от экспертизы будет означать признание журналистом своей вины. Тем не менее, Боген, проконсультировавшись с посольством своей страны, наотрез отказался от освидетельствования. Через полтора часа с норвежцем по телефону связался некто, представившийся начальником ГИБДД Адыгеи. Он заверил, что произошло недоразумение, и извинился. После этого журналистов освободили. В Туапсе Богена и Эюна подвергли дактилоскопии и посадили в обезьянник, где находились и другие задержанные. Причин этого силовики не объяснили. Через три с лишним часа журналистов - также без каких-либо объяснений - освободили. При этом норвежцы обнаружили, что полицейские изучали информацию в их мобильниках. Через 45 минут после освобождения дорожная служба остановила машину журналистов на окраине Сочи и досмотрела как их самих, так и автомобиль. После этого норвежцев доставили на ближайший пост ГИБДД, где подробно расспросили об их планах. При этом полицейский заверил, что это стандартная процедура для всех прибывающих в Сочи. Богена допросили о его местонахождении с момента прибытия в Россию и о работе в последние дни. Также полицейский потребовал назвать имена всех людей, с которыми встретились или предполагали встретиться журналисты. Кроме того, он спросил: «Намерены ли вы дать в эфир какую-либо негативную информацию об Олимпиаде?». По окончании допроса, около часа ночи 3 ноября, журналистов отпустили. Боген поинтересовался, будут ли его и оператора и в дальнейшем задерживать и доставлять в полицию. На это ему ответили отрицательно. «Мы закончили с вами. Добро пожаловать в Сочи», - заявил полицейский. Как заметил Боген в беседе с Human Right Watch, с тех пор им действительно не чинили никаких препятствий. Как минимум дважды полиция признавала, что на Богена и Эюна были ориентировки. Один дорожный инспектор заявил им, что они внесены в черный список. Другой сообщил, что ФСБ разослала на все посты ГИБДД номера их автомобиля. Телеканал TV2 официально аккредитован для освещения сочинской Олимпиады в Норвегии. Российское Министерство иностранных дел 6 ноября признало, что полицейские превысили свои должностные полномочия, когда задержали и угрожали арестовать двух норвежских журналистов. В заявлении российский МИД отметил, что местные представители органов правопорядка превысили свои полномочия во время нескольких инцидентов на прошлой неделе, что привело к «ряду необоснованных действий по отношению к гражданам Норвегии». «В связи с этим мы приносим извинения г-ну Богену и г-ну Эюну», – говорится в заявлении. «На данный момент основной версией причины произошедшего является техническая ошибка. В этой связи мы приносим извинения... Данная ситуация, несомненно, будет детально проработана на межведомственном уровне, виновные понесут соответствующее наказание... Мы хотели бы заверить, что органы исполнительной власти Российской Федерации предпримут все необходимые меры во избежание повторения подобных случаев в дальнейшем», – говорится в заявлении МИД.

НОЯБРЬ, 1
«Экспресс-газета»
Вдова Владимира Высоцкого Марина Влади обратилась в суд с иском о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда в 1 миллион рублей к издательскому дому «Комсомольская правда». «В марте этого года в «Экспресс-газете», принадлежащей издательскому дому «Комсомольская правда», вышла статья под заголовком «Андрей Соколов чуть не сгорел во время секса с Мариной Влади». Опубликованные сведения дискредитируют Влади как личность, женщину, мать троих детей и формируют у читателей образ легкомысленной персоны», - цитирует РАПСИ представителя интересов Влади Игоря Симонова. Адвокат также добавил, что в иске Влади просит суд обязать ответчика опровергнуть не соответствующие действительности сведения и взыскать 1 миллион рублей в счет компенсации морального вреда.

 

НОЯБРЬ, 4
Александр Ермаков
На Дворцовой площади Санкт-Петербурга ОМОН массово задерживал участников несанкционированной акции националистов. Среди задержанных оказался работавший на акции корреспондента «Фонтанки.Ру» Александр Ермаков. Порядка 30 человек дошли после «Русского марша» до Дворцовой и устроили там танцы. Двигались они под песни из магнитофона; после первой песни вышел полицейский с мегафоном и попросил всех участников танцев открыть лица, зарытые медицинскими масками, шарфами, предметами одежды. Националисты бросились врассыпную. С визгом тормознув, их блокировали девять автомобилей полиции. Корреспондента «Фонтанки» Александра Ермакова также задержали и отвели в автобус с задержанными. Отметим, что он находился в жилете с надписью «пресса». Однако через минуту корреспондента отпустили.

НОЯБРЬ, 5
Интернет
За год работы в единый реестр запрещенных ресурсов попало 83215 законопослушных сайтов. Об этом сообщил руководитель движения «РосКомСвобода» Артем Козлюк. «Черный список» Роскомнадзора начал действовать 1 ноября 2012 года для пресечения распространения в интернете запрещенной в России информации: детской порнографии, инструкций по суицидам и по изготовлению наркотиков. Как рассказал Козлюков, доля неправомерно заблокированных ресурсов после начала действия реестра составила 98% от общего количества блокируемых сайтов. Причинами блокировки добропорядочных ресурсов стало их размещение на одних сетевых адресах с запрещенными сайтами. Пик блокировок, по данным «РосКомСвободы», пришелся на октябрь: в реестр были внесены 320 IP-адресов, на которых находились 35,5 тысяч доменов, передает РАПСИ. В свою очередь, замглавы Минкомсвязи Алексей Волин ранее заявил Digit.ru, что добросовестным владельцам интернет-ресурсов, которые используют тот же IP-адрес, по которому находится заблокированный сайт и ресурсы которых поэтому окажутся также заблокированы, следует не экономить на коллективных IP-адресах. «Купи собственный IP-адрес - и спи спокойно. Или, если хочешь воспользоваться коммунальным" хостингом, - проверь, кто твои соседи», - сказал Волин. За год работы реестра Роскомнадзор получил более 70 тысяч заявок от граждан с просьбами включить в него определенный интернет-ресурс. Больше половины заявок относились к распространению информации о наркотиках, 30% - детской порнографии, 15% - материалов о суициде. По итогам рассмотрения заявок в «черный список» было внесено более 14 тысяч ссылок. Значительная часть была из него исключена после удаления противоправной информации; по статистике, не более 4% ресурсов отказались удалять информацию. В настоящее время в реестр включено 3,4 тысячи ресурсов, из которых 600 подлежит блокировке по IP-адресу.

НОЯБРЬ, 5
Все СМИ
Если корреспондента не пускают в судебное заседание, то «Союз журналистов может звонить в приемную председателя Пермского краевого суда». Об этом, по сообщению Интернет-газеты NewsKo, заявил 5 ноября сам председатель суда Владимир Вельянинов на конференции, посвященной взаимодействию судейского сообщества и СМИ. Поскольку служитель Фемиды не сослался на нормы действующего законодательства, его слова стали похожими на призыв вернуться к приснопамятному «телефонному праву». Подобная научно-практическая конференция прошла в Перми уже во второй раз. Прошлая была проведена ещё 25 мая 2005 года, оставив после себя 223-страничную книжку с выступлениями участников и нормативными документами об открытости судебной власти. С той поры не утратили силу упомянутые в издании статьи 241 УПК РФ («Гласность»), 10 ГПК РФ («Гласность судебного разбирательства») и 24.3 КоАП РФ («Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях»). Там прописаны основания для проведения открытого или закрытого процесса. Чтобы запереть двери перед публикой, судья обязан вынести мотивированное определение. Иных полномочий не пускать граждан, а среди них и журналистов, людям в мантии не дано. На практике часто бывает иначе. Секретарь судебного заседания отправляет корреспондентов к председателю районного, городского суда за разрешением. А судья, случается, ставит перед сторонами вопрос о возможности присутствовать прессе в процессе, не объявленном закрытым. По сути, журналистов лишают доступного всем гражданского права находиться в зале суда. И некоторые репортеры предпочитают предъявлять на входе в суд не служебное удостоверение, а паспорт. Предложение председателя Пермского краевого суда В. Вельянинова жаловаться ему по телефону явно уводит от правового регулирования конфликтных ситуаций. Гласность, между тем, относится к фундаментальным нормам судопроизводства. Ее попрание должно вести не к начальственной выволочке, а к безусловной отмене тайком вынесенных приговоров, решений, постановлений. Выступая на конференции перед журналистами, В. Вельянинов умолчал о возможности обратиться в квалификационную коллегию судей, уполномоченной наказывать бракоделов из судейского сообщества. Пользоваться «телефонным правом» или действовать по закону – зависит теперь от самой прессы.

НОЯБРЬ, 5
Павел Ященков
После публикации на страницах «Московского комсомольца» статьи о скандальной ситуации вокруг Вагановской академии и Николая Цискаридзе, назначенного туда ректором, балетному обозревателю «Московского комсомольца» Павлу Ященкову стали поступать звонки с угрозами. «В пять часов утра мне раздался звонок по телефону. Я со сна сначала ничего не понял. «Это Павел?» - спросил мужской голос. Он был как будто с эхом. «Это я». «Слушай, ты нас всех задолбал своими статьями. Если ты не прекратишь…». Я бросил трубку. Потом последовало ещё три звонка. И я отключил телефон. Было очень неприятное чувство, я думаю, на моем месте это мало кому понравилось бы», - рассказал Павел Ященков. Кто стоит за этими звонками? Кто их заказывает? Очевидно те, кому не нравится позиция журналиста, газеты, которая не по заказу высказывает собственную точку зрения.

НОЯБРЬ, 5
«Новая газета»
Около полудня к зданию редакции «Новой» подъехали три «газели» с верными последователями лидера одной из парламентских партий. Имя лидера слишком известно, чтобы его называть, достаточно вспомнить серию недавних скандалов с его участием: от «оригинального» публичного предложения испортить целостность окон в здании посольства Нидерландов в Москве – до совсем уж стыдных в приличном обществе предложений по регулированию рождаемости в северо-кавказских республиках... Между двумя упомянутыми событиями этот широко известный господин лично и письменно обратился к главному редактору «Новой газеты» с предложением уволить двух корреспондентов за «перевирание фактов» (как раз в истории с посольскими окнами). А также, среди прочего, порекомендовал уяснить, что «лидер самой работоспособной парламентской фракции не вопит (как было указано в заметке корреспондента – Ред.), а ярко и доходчиво озвучивает самую актуальную информацию». Отдел писем по этому поводу опубликовал короткий ответ с цитированием политика; в ответе были указаны и ссылки на видео. На YouTube ясно видно и хорошо слышно все, что ставит под сомнение депутат Государственной думы в своем письме в газету. 5 ноября «газели» к редакции приехали не сами, а в сопровождении патрульной полицейской машины, экипаж которой чуть позднее помог господам последователям широко известного политика расставить звукоусиливающую аппаратуру и построиться в линейку, не мешая прохожим идти по своим делам (в том числе и журналистам «Новой»). «Газельная» делегация, выделяющаяся среди обычных жителей белыми кепками с партийной символикой и голубыми флагами с названием партии, посетовала на необъективность журналистов газеты. Среди претензий: якобы «Новая» занизила численность вчерашнего митинга, который партия проводила в центре Москвы, на Пушкинской площади. Не прошло и часа, как делегация уехала, оставив на память вахтерам именной дезодорант и свою собственную газету. Обещали вернуться.

НОЯБРЬ, 6
Газета «Веськыд сёрни»
В ФЗГ поступила информация об изъятии в Республике Коми тиражей газеты «Веськыд сёрни». Это официальная зарегистрированная законная газета. В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации», никто не имеет права изымать ее тираж или часть тиража. Однако попытки придушить газету были неоднократными, хотя абсолютно незаконными. Сначала власть пыталась задействовать правоохранительные органы, чтобы изъять тираж или часть тиража газеты. Был случай, когда за автомобилем, в которой привезли газету из Ираеля, погналась машина ГАИ. Автомобиль не остановился, гаишники включили сирену, и под такую «музыку» обе машины доехали вместе до автозаправки, где автомобиль встал дозаправиться. А гаишники предложили открыть багажник, так как, по их сведениям, там находился «запрещенный груз». Водитель автомобиля корректно сказал гаишникам, что обыск частного автомобиля возможен лишь при наличии на это санкции от прокуратуры, которой у гаишников не оказалось, но водитель любезно открыл и показал пустой багажник. Газеты уже успели разгрузить. Второй раз правоохранители изъяли часть газет «Веськыд сёрни» из рук граждан, которые согласились в аэропорту перевезти газеты в припечорские села Няшабож, Брыкаланск и Кипиево. Передачу газет этим гражданам заметила работник милиции, летевшая в Няшабож, которая сразу доложила об этом в райотдел. Один пассажир, у которого изъяли газеты, перезвонил нам. Мы обратились в прокуратуру с сообщением о незаконном изъятии части тиража зарегистрированной газеты. Однако прокуратура должных законных мер не предприняла. Еще немножко позже представитель «Единой России» ездил следом за автомобилем, развозившим газету, и изымал ее из магазинов. А далее представителя «ЕР» заменил местный кадр. Мы снова подали заявление в полицию района с жалобой на В. Орлова, - часть газет «Веськыд сёрни» он неоднократно изымал в магазинах. Полиция на этот раз добросовестно опросила продавцов магазинов села Ижмы и нашла продавца, рассказавшего, что действительно, В. Орлов два раза в этом году изымал лежавшие в этом магазине на прилавке газеты «Веськыд сёрни».

НОЯБРЬ, 6
Информационное агентство «Росбалт»
В петербургском пресс-клубе «Зеленая лампа» прошла акция в поддержку коллег из информационного агентства «Росбалт», которого суд лишил статуса СМИ после двух спорных предупреждений Роскомнадзора. Более тридцати журналистов собрались в петербургском пресс-клубе «Зеленая лампа», чтобы обсудить ситуацию с решением Московского городского суда о признании недействительным свидетельства о регистрации СМИ в отношении ИА «Росбалт». Таким образом, борьба Роскомнадзора против редакции одного из ведущих отечественных информационных ресурсов вступила в новую стадию. Представители агентства, в частности, Евгений Зубарев, принявший решение о размещении роликов с YouTube, якобы содержащих нецензурную лексику (именно эти ролики и стали причиной вынесения обоих предупреждений), рассказывали об абсурде в судебных инстанциях. Причем, не только в Мосгорсуде: мировой суд, который рассматривал требование «Росбалта» о незаконности действий Роскомнадзора, не менее быстро «проштамповал» позицию ведомства и не услышал журналистов. А сам Мосгорсуд не стал дожидаться хотя бы формального вступления в силу решения мирового суда! Еще смешнее ситуация с доказательствами, которые Роскомнадзор не стесняется представлять в официальные органы: отсутствует требуемое законом нотариальное заверение интернет-страниц, а представленные ролики скачаны не с сайта агентства, а с самого YouTube, причем один из дисков с этими записями поврежден настолько, что его нельзя просмотреть!.. Собравшиеся были единодушны в том, что ситуация настолько тревожная, что она должна послужить поводом для совместных действий в защиту коллег. Одним из них может быть распространение на интернет-сайтах СМИ баннера с требованием прекратить произвол в отношении «Росбалта». Такой баннер уже создан и его можно получить, обратившись в редакцию «Лениздат.Ру» – портала петербургского медиасообщества. Во время дискуссии выступил представитель Фонда защиты гласности Роман Захаров. Он отметил, что случай с «Росбалтом» – далеко не первый, но это информационное агентство достаточно солидное и крупное, чтобы вызвать резонанс на федеральном уровне. По мнению Р. Захарова, надо объяснять общественности, что СМИ фактически выдавливают в «серую зону», ведь Роскомнадзор предложил ему заново регистрироваться либо оставаться на позиции «просто сайта». Фонд продолжает следить за ситуацией и готов оказать «Росбалту» поддержку, в том числе юридическую.

НОЯБРЬ, 6
Газета «Парма-Новости»
Консультант городской администрации Кудымкара (Пермский край) заявлял, что газета опубликовала его имя, фамилию, фотографию и комментарий без разрешения. В сентябре 2013 года в городской суд Кудымкара с иском обратился консультант администрации города А. Меликов. Иск был подан к главному редактору и учредителю газеты «Парма-Новости» и содержал требование о компенсации морального вреда в размере 30 тыс. рублей. Газета, как заявил А. Меликов, опубликовала его комментарий к судебному процессу о не предоставлении жилья детям-сиротам, где истец выступал представителем ответчика - администрации города. Также в газете было опубликована фотография А. Меликова, сопровождавшая комментарий. В исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства А. Меликов утверждал, что от комментария в разговоре с журналистом он отказался, т.к. его работодатель не наделял его полномочиями общаться со СМИ. Журналистка, по его словам, попросила объяснить особенности судебного процесса, а затем опубликовала его слова как комментарий. Истец также заявил, что не давал согласия на публикацию своих имени, фамилии и изображения в газете. Все перечисленные действия редакции газеты А. Маликов посчитал нарушением своих прав и потребовал за них компенсацию морального вреда. 6 ноября суд частично удовлетворил исковые требования: публикация изображения истца (взятого из социальных сетей и опубликованного без его согласия) признана нарушением ст. 152.1 ГК РФ. Сумма компенсации морального вреда, которую должен заплатить ответчик, составила 5 тыс. рублей. В остальных претензиях истцу было отказано. Елена Овчинникова, юрист, представитель ответчика в суде, региональный партнер Центра защиты прав СМИ прокомментировала ситуацию: «Особенность процесса в том, что истец, являясь муниципальным служащим, был уверен, что вправе отказаться от комментария журналисту, но может с ним «просто поговорить». Редакция и ее представители настаивали на том, что муниципальный служащий не мог немотивированно отказать в ответе на запрос информации, который, в соответствии со ст. 39 Закона РФ «О СМИ», возможен как в устной, так и в письменной форме. Муниципальный служащий А. Меликов в случае обращения к нему журналиста должен был действовать, руководствуясь нормами закона. Так, ст. 40 Закона «О СМИ» определяет, что «отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну». Опубликование фамилии и имени истца в газете «Парма-новости» признано правомерным, поскольку п. 8 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» разрешает обработку персональных данных без предварительного согласия субъекта в случае, если она необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации». Интересы ответчика в суде защищались при консультационной поддержке Центра защиты прав СМИ.

НОЯБРЬ, 6
Газета «Новая жизнь»
В ФЗГ обратилась главный редактор Можайского информагентства Елена Алигожина. Она сообщила, что к печатному органу агентства, районной газете «Новая жизнь» предъявлен иск о защите чести и достоинства. Истец, бывший глава городской администрации Геннадий Еременко, считает, что в статье «Бег по кругу, или иногда они возвращаются», помещенной в «Новой жизни» 28 августа 2013 года, содержатся не соответствующие действительности и порочащие его сведения. К ним, в частности, отнесены сведения о том, что главе не удалось спасти предприятия района, что при нем пошла массовая приватизация, закрывались медпункты и детские сады, размораживались системы отопления, и что «к концу его «хозяйствования» район находился уже на грани краха». Г. Еременко просит суд признать перечисленные сведения не соответствующими действительности, обязать ответчика напечатать опровержение и взыскать с редакции районной газеты в качестве компенсации морального вреда 2 миллиона рублей.

НОЯБРЬ, 6
Олег Кашин
Вице-мэр подмосковной Балашихи (Московская область) Роман Терюшков, в настоящее время исполняющий обязанности главы города, является фигурантом дела о нападении на журналиста Олега Кашина. Об этом в колонке на сайте Colta.Ru, посвященной третьей годовщине нападения, сообщил сам Кашин. По его словам, информированные источники в «Молодой гвардии «Единой России» заявляли ему, что «на Терюшкове висит дело Кашина». В МГЕР Терюшков в момент нападения отвечал за координацию уличных акций и, по данным Кашина, был тесно связан с членами группировок футбольных фанатов. Факт того, что в уголовном деле о нападении на Кашина фигурирует Терюшков, журналисту также подтвердили следователи, ведущие его дело. В деле есть протокол, подтверждающий, что Терюшков был одним из тех, кто пытался найти домашний адрес Кашина осенью 2010 года. Журналист уверен, что расследование его дела спускается на тормозах. Особое внимание расследованию уделялось после того, как о необходимости найти и наказать заказчиков и исполнителей избиения заявил Дмитрий Медведев, бывший тогда президентом. Делом о нападении на Кашина, по его словам, занималась целая бригада следователей Следственного комитета, а также оперативники ФСБ. В настоящее время дело ведет один следователь, который заявил Кашину, что раскрыть его может помочь только «счастливая случайность». Олег Кашин был жестоко избит возле своего дома на Пятницкой улице в Москве в ночь на 6 ноября 2010 года. Двое неизвестных поджидали его у забора, один из них держал в руках букет цветов, в котором был спрятан железный прут. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, что один из нападавших удерживал Кашина, а второй в течение полутора минут избивал его железным прутом, нанеся 56 ударов. Врачи диагностировали у Кашина переломы голени, верхней и нижней челюстей, кисти (в том числе травматический отрыв двух фаланг пальца), черепно-мозговую травму и множественные повреждения (см. монитор за ноябрь 2010 года, ноябрь 2012 года).

НОЯБРЬ, 6
Станислав Калиниченко
В Кемерове силовики задержали и отправили в изолятор временного содержания известного в городе оппозиционного журналиста, блогера Станислава Калиниченко, освещавшего протестные акции. Об этом сообщил на своей странице в Фейсбуке журналист Дмитрий Шипилов. Как позже уточнили в ВК-группе «Голос Кемерова», днем трое мужчин в штатском, одним из которых был старший следователь регионального УФСБ майор юстиции Дмитрий Картуков, схватили Калиниченко на выходе из дома и, затолкав в машину с номером У042ХЕ, отвезли в областной главк ФСБ. Родственники блогера заявили о незаконном задержании в полицию, однако полицейские, узнав, кому принадлежит машина, не стали принимать никаких мер. Позже Картуков позвонил жене Калиниченко, сообщил о задержании блогера и посоветовал найти адвоката. Еще через некоторое время майор уведомил ее, что оппозиционера помещают в ИВС. Как отмечается, следователь разговаривает с родственниками задержанного по-хамски. На вопросы жены Калиниченко он отвечает с издевкой, а с матерью блогера вовсе отказывается общаться. 11 июля оперативники ЦПЭ провели дома у Калиниченко обыск. Как уточняет Шипилов, обыск проходил в рамках уголовного дела, возбужденного по статье 280 УК РФ («Публичные призывы к экстремизму»), предусматривающей до пяти лет колонии. У блогера изъяли всю электронную технику. Также у него забрали мобильный телефон, не указав это в протоколе. Поводом к открытию дела стал репост, сделанный Калиниченко в твиттере. 6 мая 2013 года пользователь @letokot поместил в своем микроблоге фотографию листовки, озаглавленной «Брось ходить на митинги и начинай действовать!». Листовка, выпущенная от имени Первого отряда сопротивления, призывала граждан к диверсиям против представителей власти. По утверждению @letokot'а, он увидел ее на Патриарших прудах. Публикацию листовки пользователь сопроводил словами «Я ни к чему не призываю, я просто делюсь фотографией». Снимком поделились 89 человек, в том числе Калиниченко. По факту этой публикации и было возбуждено дело. Между тем, заметил Шипилов, в Федеральный список экстремистских материалов листовка не включена. Кроме того, все четыре месяца, прошедших со дня обыска, Калиниченко имел статус свидетеля. «Я разговаривал с ним пару дней назад, - заметил Шипилов, - и о каких бы то ни было поползновениях со стороны следствия пообщаться с ним не узнал». По словам журналиста, «это первый в современной России эпизод уголовного преследования за ретвит». Позднее Калиниченко был отпущен под подписку о невыезде.

НОЯБРЬ, 8
Газета «Новый компаньон»
Бывший депутат заксобрания Пермского края, бывший гендиректор ООО «Пермрегионгаз» и бывший единоросс Андрей Агишев потребовал опровержения и извинений от еженедельника «Новый компаньон». Обвиняемому в злоупотреблении полномочиями, растрате и групповом мошенничестве с общим ущербом в 55,5 млн руб. не понравилась опубликованная 24 сентября заметка «У Лукоморья» с барбекю», где сообщалось об аресте его имущества. Газета рассказала, что ООО «Пермрегионгаз» и Пермский край в лице регионального правительства признаны потерпевшими по уголовному делу А. Агишева. В рамках расследования полиция с санкции суда 31 июля арестовала 12 недвижимых объектов и доли в 13 компаниях этого обвиняемого. В том числе – 5 квартир, включая 8-комнатную в центре Перми. Арест наложен в обеспечение гражданских исков потерпевших. От имени А. Агишева в редакцию обратилась представляющая его по доверенности юрист Юлия Нестеренко. Без каких-либо доказательств она заявила в своем письме, что опубликованный перечень имущества не соответствует действительности. Указав, что ее доверитель не давал согласия на распространение своих персональных данных и сведений о частной жизни, юрист Ю. Нестеренко предложила впредь не допускать подобных нарушений и обращаться к А. Агишеву за разрешением на публикацию. Между тем, в оспоренной заметке со ссылкой на объяснения А. Агишева в Ленинском районном суде Перми говорилось: обвиняемый считает устаревшими данные налоговой службы о его долях в коммерческих структурах. Пермский краевой суд в день выхода «Нового компаньона» 24 сентября изменил ранее вынесенное постановление и исключил из перечня 7 компаний, где обвиняемый теперь не владеет долями уставного капитала. Апелляционная инстанция, как и районный суд, рассмотрела полицейское ходатайство и жалобу подследственного в открытом процессе. Данные об этом тоже обнародованы для всеобщего обозрения через Интернет - в «Государственной автоматизированной системе РФ «Правосудие». Главный редактор «Нового компаньона» Игорь Лобанов не нашел оснований для опровержения и извинений за достоверную информацию об аресте имущества, полученную из официальных источников, - сообщил он ФЗГ.

НОЯБРЬ, 8
НТВ
Продюсер группы «Ласковый май» Андрей Разин подал в суд иск против телекомпании НТВ, в котором требует возместить ему материальный ущерб в размере 16 миллионов рублей за отмену концертов группы после скандала на съемках телепередачи компании. Ранее НТВ сообщал, что в октябре на съемках программы «Говорим и показываем» Разин устроил дебош - разбил камеру и укусил оператора. Сам Разин, в свою очередь, заявил, что, наоборот, он был избит операторами канала из-за того, что хотел покинуть студию после провокаций ведущего. По факту нанесения побоев он обратился в полицию. «После этой передачи, где меня оклеветали, фирма, занимавшаяся организацией концертов группы «Ласковый май», расторгла со мной договор ввиду появившейся в СМИ негативной информации. В связи с этим я подал иск в Промышленный районный суд Ставрополя на данную фирму и компанию НТВ о возмещении материального ущерба на сумму 16 миллионов рублей и морального на один рубль», - передает РИА Новости слова Разин. Как объяснил продюсер, по вине телекомпании у группы «Ласковый май» сорваны уже 40 концертов, запланированных на территории России, Украины и Белоруссии. Сам Разин, по его словам, с момента конфликта до сих пор лежит в нейрохирургическом отделении одной из больниц Ставрополя.

НОЯБРЬ, 8
Сергей Жигалин
Станислав Вахрушев
СМИ Челябинской области
В Челябинске корреспондентов газеты «Итоги74.ру» доставили в отделение полиции. Якобы они проникли на особый режимный объект без пропусков и согласований. По версии журналистов Станислава Вахрушева и Сергея Жигалина, они прибыли в здание администрации губернатора и правительства Челябинской области для рабочей встречи с одним из чиновников. Однако внутрь их не пропустил полицейский под предлогом отсутствия согласования с пресс-службой. Предъявив паспорт, журналистское удостоверение и пояснив, что пропускной режим в здание предполагает уведомительный, а не разрешительный порядок, и не обязывает журналистов согласовывать с кем-либо цель и программу своей работы, один из журналистов поднялся в кабинет исполняющего обязанности руководителя администрации губернатора Челябинской области Андрея Комарова. Комаров затруднился что-либо пояснить про пропускной режим в здании для журналистов, переадресовав все вопросы к управлению делами правительства Челябинской области и пресс-службе. Тут же прибывшие полицейские насильно выпроводили корреспондента газеты «Итоги74» Сергея Жигалина на первый этаж (см. монитор за сентябрь 2013 года). Журналисты потребовали вызвать руководство поста полиции в здании и задокументировать факт воспрепятствования журналистской деятельности. Тут появился другой полицейский, который отказался представиться и предъявить служебное удостоверение. Он потребовал прекратить съёмку, так как якобы это нарушает режим охраняемого объекта. Каких-либо документов, регламентирующих режим и границы охранной зоны, предоставлено не было. Журналистов почти спустили с лестницы, одного из них доставили в отделение полиции. ГУ МВД Челябинской области в оправдание действий своих сотрудников спешно опубликовало релиз, в котором сообщило: «28 октября в дежурную часть УМВД России по городу Челябинску поступило сообщение о срабатывании тревожной сигнализации на охраняемом объекте, в здании правительства Челябинской области. В ходе проверки было установлено, что неизвестный, представляясь корреспондентом одной из местных газет, без оформления специального пропуска и нарушая установленный пропускной режим, пытался проникнуть в здание. На требования сотрудников полиции мужчина не реагировал, чем совершил административное правонарушение. Гражданин был доставлен в отдел полиции № 5 УМВД России по городу Челябинску для выяснения обстоятельств произошедшего. На него составлен протокол об административном правонарушении в соответствии со статьей 20.17 КоАП РФ («Нарушение пропускного режима охраняемого объекта»). Нарушений требований законности в действиях сотрудников полиции не усматривается». Другой инцидент имел место в Златоусте - корреспондентов одного из местных СМИ выгнали с рабочего совещания в городской администрации. Пресс-секретарь главы Златоуста Наталья Алексюк заявила: вы не муниципальное СМИ (то есть, не имеете контракта с нами), потому не можете здесь находиться. Корреспондент упрекнул ее в незнании закона о СМИ, но пресс-секретаря это не смутило. Ни для кого не секрет, что в Челябинской области царит жесточайшая цензура, и ранее редкие независимые СМИ даже не пытались быть вхожими во властные кабинеты. Знали, все равно выгонят. Но с какой стати налогоплательщики лишены права на другую точку зрения о работе госорганов, тем более закон о СМИ позволяет нам там находиться, рассудили журналисты, и пошли на особо режимные объекты «провоцировать», как это расценили политтехнологи власти.

НОЯБРЬ, 8
Вячеслав Егоров
Коломенский районный суд прекратил административное дело в отношении главного редактора Коломенской газеты «Региональные вести» Вячеслава Егорова. Ранее публикация расследования проекта «Диссернет» о плагиате в диссертации главы Московской области Андрея Воробьева была признана «незаконной агитацией». О прекращении дела в своем Facebook сообщил сам Вячеслав Егоров. «Первая инстанция присудила штраф, апелляцией дело отправлено обратно, а теперь прекращено», - сообщил Егоров. Поводом для начала судебной тяжбы послужила статья «Региональных вестей» с заголовком «Кандидат Воробьев. То ли вор, то ли мошенник – на выбор», опубликованная в конце июля 2013 года. Публикация представляет собой перепечатку записи в блоге Сергея Пархоменко. Журналист занимается расследованием случаев плагиата в диссертациях высокопоставленных чиновников, эта деятельность привела к созданию проекта «Диссернет». Помимо поста, который был посвящен массовым заимствованиям в диссертации главы Московской области Андрея Воробьева, статья содержала фразу от редакции: «Хотелось бы добавить к изобличительному тексту Пархоменко маленькую, но очень важную деталь. 8 сентября нам предстоит серьёзный выбор: кто будет возглавлять Московскую область следующий срок. Надеюсь, что, прочитав эту статью, ни у кого не останется иллюзий в отношении одного из кандидатов». С жалобой в суд обратился член политсовета партии «Единая Россия» в Коломне Константин Цирулев. По его мнению, вывод журналистов «РВ» из поста Пархоменко – незаконная агитация вне агитационного периода (статья 5.10 КоАП). Суд согласился с мнением Цирулева, назначив главреду коломенского издания штраф размером в 2000 рублей. Вячеслав Егоров, несмотря на минимальную сумму штрафа, решение суда не признал и обратился в апелляционную инстанцию. Сообщив о решении суда прекратить дело, Егоров поблагодарил создателей «Диссернета» за то, что «не бросили на войне своих».

НОЯБРЬ, 8
Валерий Сметанин
Галина Яблокова
Алексей Яблоков
Издателю и редактору газеты «Иваново-Пресс» (Иваново) вынесен приговор по обвинению в коммерческом подкупе. Участнику и директору ООО «Ивпресс» Галине Яблоковой, бывшему главреду газеты «Иваново-Пресс» Валерию Сметанину было предъявлено обвинение в коммерческом подкупе, Алексею Яблокову - в пособничестве коммерческому подкупу. Следствием было установлено, что 4 года назад, в 2009 году, вышеуказанные лица опубликовали статью, дискредитирующую губернатора Ивановской области Михаила Меня. «Заказная статья» была опубликована в газете «Иваново-Пресс», на следующий день после публикации Галина Яблокова получила от заказчика деньги – 140 тысяч рублей. После этого она была задержана полицией (см. монитор за январь, апрель 2010 года, январь 2012 года). Суд назначил наказания в виде штрафов: Яблоковой – 150 тысяч рублей, Сметанину – 200 тысяч рублей, Яблокову – 100 тысяч рублей.

НОЯБРЬ, 9
Газета «Золотое кольцо»
В субботу 9 ноября 2013 года вышел последний 5631-й бумажный выпуск газеты «Золотое кольцо» (Ярославль) - единственная ежедневная областная газета нашего региона. «Золотое кольцо» планировали ликвидировать еще в начале года. Но журналистский коллектив, поверив в обещания властей о поддержке, согласился работать дальше, несмотря на четырехмесячную задержку зарплаты. Какие-то деньги в счет договоров на информационное обслуживание с правительством области, областной думой, муниципалитетом Ярославля до сотрудников все же доходили - и они надеялись сохранить «Золотое кольцо», которому отдали лучшие годы своей жизни. Даже, узнав об аресте счетов и увольнении всей бухгалтерии, журналисты еще целую неделю делали газету и ездили в командировки за свой собственный счет…

НОЯБРЬ, 9
Съемочная группа Life News
Вечером на Ленинградском вокзале Москвы членом Совета Федерации от Новгородской области Александром Коровниковым и его помощницей было совершено нападение на съемочную группу Life News. Журналисты подошли к прибывшему поездом «Сапсан» из Нижнего Новгорода в Москву сенатору, чтобы задать несколько вопросов по поводу уголовного дела главы департамента Счетной палаты Александра Михайлика, в котором сам Коровников фигурирует как посредник, в итоге получили крайне эмоциональную реакцию законодателя. Конфликт между сенатором и журналистами произошел прямо на перроне вокзала. Не пожелав дать комментарий и увидев видеокамеру, сенатор начал выкрикивать угрозы и пытался вырвать камеру из рук оператора. «Сейчас включишь и улетишь под поезд! - пообещал Коровников представителям СМИ. Только попробуй включи!». Несколько раз сенатор, принимая воинственный вид, делал рывки в сторону оператора, но его удержали. На кадрах записи видно, как член Совета Федерации бьет рукой по объективу видеокамеры. При этом от дорогостоящей аппаратуры отлетел аккумулятор. Одновременно с этим помощница Коровникова Наталья Заславская, возбужденная агрессивным поведением сенатора, начала хватать журналистку за одежду и пытаться прижечь ей лицо сигаретой.

НОЯБРЬ, 11
Газета «Вестник Ладожский край»
Газета «Суть С»
Редакции двух районных газет в Карелии проиллюстрировали свои рекламные заметки фотографиями торгового зала. После публикации статей сотрудники республиканского управления ФАС, изучив иллюстрации, сочли, что редакции газет «Вестник Ладожский край» и «Суть С» нарушили закон и должны быть оштрафованы за рекламу алкоголя. А на фотографии торгового зала, в самом деле, на заднем плане виднелись прилавки с вино-водочной продукцией. Редакции стали доказывать, что алкоголь они не рекламировали. Штрафа удалось избежать лишь потому, что качество печати фотоиллюстрации, обычно раздражающее своей нечёткостью, на этот раз оказалось на пользу редакциям. Нельзя было отрицать наличие на фотографии в газете прилавков с алкогольной продукцией, но какой именно, что конкретно рекламировалось – этого по фотографии понять было невозможно. В результате антимонопольный орган отступился от редакций, официально признав, что выявить принадлежность бутылок к алкогольной продукции какой-либо конкретной марке алкоголя нельзя. Так что иногда бывает, чем хуже, тем всё-таки лучше.

НОЯБРЬ, 11
Журнал «Карелия»
В конце октября руководство издательства «Периодика», в состав которого входит журнал «Карелия», выходящий на финском языке, объявило его сотрудникам о сокращении по причине реформирования журнала. Разговор о том, что такое действие готовится, шёл год, но всё равно известие стало для восьми сотрудников редакции журнала неожиданным. До последнего времени журнал издавался десять раз в год, до этого многие десятилетия был ежемесячным. Теперь объявлено, что со следующего года выходить в свет будут только два финских номера (раз в полугодие) и по одному карельскому («Путь»/«Тайвал») и вепсскому («Свежий ветер»/«Верез туллей») альманаху. Новая структура многоязычного финно-угорского журнала выглядит следующим образом: во главе будет стоять главный редактор журнала «Карелия» и, кроме того, у каждого выпуска будет свой «национальный редактор» (финский, карельский и вепсский). Плюс в общий штат войдут творческие сотрудники (ответственный секретарь, художник) и технический персонал, работающие на все выпуски журнала сразу. Сотрудникам редакции, которым объявлено о сокращении, предложены варианты трудоустройства (в еженедельной газете «Карьялан саномат» на финском языке и в детском финно-угорском журнале «Кипиня»). Финноязычная общественность выступает против подобного реформирования в ущерб финскому языку. В самые разные инстанции федеральной власти ушли гневные обличительные письма по отношению к правительству республики, затеявшему подобное реформирование. Российские финны Карелии просят, в том числе, поддержки у своих соплеменников в Финляндии, представляя всё происходящее как наступление на национальную финскую культуру в России. Журнал «Карелия» издаётся разовым тиражом в 650 экземпляров. Поскольку число читателей журнала «Карелия» постоянно сокращается, то его содержание для бюджета становится год от года всё более затратным. На недавнем заседании парламентского комитета, на котором рассматривалось обращение общественности в Законодательное собрание Карелии, заместитель министра по национальной политике Е. Харитонова сообщила, что на журнал ежегодно тратится около 5 миллионов рублей из бюджета республики. Она объяснила смысл предлагаемого реформирования: поскольку традиционные читатели, владеющие финским языком, уходят из жизни, а молодые читатели у журнала не появляются, то требуется кардинально менять прежнюю концепцию печатного издания на финском языке. Одна из задач - перевести его в интернет, расширив, таким образом, круг читателей и облегчив материальное содержание финноязычного издания.

НОЯБРЬ, 11
Газета «Арсеньевские вести»
Сокращение подписки характерно для всех газет Приморского края. Причем сокращение это предсказуемо. Почта, которая ведёт подписку на газеты, считает, что ее падение естественно, что бумажную прессу вытесняют интернет-издания. Но сокращение подписки на газеты и, соответственно, падение тиражей бумажных изданий – это, скорее, не зловредное влияние интернета, а следствие «реформы» подписки и создания так называемого МАПа - Межрегионального агентства по подписке, которое стало монополистом организации подписки на все издания по всей России. Приморские редакторы еще в начале реорганизации предсказывали именно такой результат – падения тиражей даже при полном отсутствии конкуренции с интернетом. Особенно предсказуемым такое положение СМИ оказалось при одновременном и катастрофическом сокращении почтовых отделений и сотрудников почты. Об организации подписной кампании, об уменьшении информации о подписке на СМИ, о нестабильной работе почтовых отделений на местах пишет в своей претензии руководству МАПа и руководителям местного филиала МАПа издатель и редактор газеты «Арсеньевские вести» Ирина Гребнева. Копия письма направлена в Роскомнадзор РФ. В своей претензии редактор пишет: «В 2013 году к нам поступает поток жалоб на почтовые отделения города Владивостока и других населенных пунктов края. Нашим подписчикам резко ухудшили обслуживание и даже отказывают в подписке на федеральную газету «Арсеньевские вести» по самым разным, порою совершенно невероятным поводам. Доставляя газету с большим опозданием, либо вообще не доставляя, ссылаются на якобы невыход газеты из печати, хотя газета выходит постоянно строго по графику, невзирая на выходные и праздничные дни, уже десять лет подряд… В результате таких действий почтовых работников в 2013 году произошел резкий обвал подписки на федеральную газету «Арсеньевские вести» в почтовых отделениях Приморского края по сравнению со всеми предыдущими годами. Интерес к нашей газете у населения лишь возрастает, и в розницу газету трудно приобрести. Поэтому подписная кампания является особо важной, как для граждан в реализации их прав на получение общественно значимой информации, так и для газеты в реализации права на распространение такой информации и получение прибыли. В случае, если основная подписка также будет провалена по Вашей вине, буду вынуждена требовать с Вас упущенную выгоду».

НОЯБРЬ, 11
Все СМИ
Использование пишущими журналистами мобильных телефонов для съемок спортсменов или зрителей во время зимней Олимпиады в Сочи будет считаться серьезным нарушением и приведет к аннулированию их аккредитации. Об этом сообщает портал «Ридус» со ссылкой на заявление главы редакции Агентства спортивных новостей Василия Конова, сделанное им в ходе Всероссийского обучающего форума-семинара спортивных журналистов в Сочи. Запрет касается всех без исключения мобильных устройств и гаджетов, в том числе карманных «мыльниц». По словам Василия Конова, организаторы не смогут, конечно, повлиять на обычных зрителей, но им запретят проносить зеркальные фотоаппараты и полупрофессиональные видеокамеры. Если кто-то из журналистов будет замечен при попытке съемки на мобильное устройство, он тут же будет лишен аккредитации. Съемка журналистам разрешена только профессиональной аппаратурой и лишь тем, кто имеет специальные бейджи «фото» или «видео».

НОЯБРЬ, 11
Съемочная группа информационного портала V1.ru
Андрей Петров
Петр Лукашин
В Волгограде съемочная группа информационного портала V1.ru при выполнении редакционного задания подверглась нападению. Примерно в одиннадцать часов утра журналисты подъехали к магазину «Мир люстр», чтобы снять репортаж о том, как происходит демонтаж. Но как только начали снимать, как к ним подбежали парни, которые кричали, что здесь частная собственность и снимать нельзя, поэтому журналисты должны уйти. «Мы пошли к машине, но не успели в нее погрузиться, как «добры молодцы» появились снова и стали возмущаться: «Уезжайте! Кирпичами закидаем! Здесь частная собственность!», рассказывает сотрудник издания Андрей Петров. - Тут уж я не выдержал, вышел из машины и говорю: «Ребят, у вас вся улица, что ли, в частной собственности?!». Вот тогда мне и досталось: били по лицу, одежду порвали. Оператор Петр Лукашин выскочил на подмогу - ему тоже лицо изрядно попортили. Аня Тетерина, наш видеокорреспондент, начала кричать, звать на помощь. Вот только тогда эти ребята и удрали»», - сообщил А. Петров. Журналисты обратились в отделе полиции Дзержинского района с заявлением о нападении и препятствовании их профессиональной деятельности и в больницу, чтобы телесные повреждения засвидетельствовали медики.

НОЯБРЬ, 12
«Газета о газетах»
Мария Майорова
Арбитражный суд Москвы отложил на 26 декабря предварительные слушания по иску ЗАО «Аксель Шпрингер Раша», издающему журнал Forbes, к редакции «Газеты о газетах» и ее главному редактору Марии Майоровой о защите деловой репутации. Суд отложил предварительные слушания в связи с неизвещением о процессе учредителя «Газеты о газетах». В сообщении истца говорится, что «беспрецедентная серия спровоцированных публичных нападок с целью дискредитировать издания, входящие в ЗАО «Аксель Шпрингер Раша», в том числе и Forbes, доказав их «продажность», заставила нас принять решение о необходимости судебных разбирательств по фактам, ставшими доступными нам после проведенного расследования». Заявитель отметил, что «Газета о газетах» «в своих выходных данных указывает тот же электронный адрес, что и агентство, размещающее у нас рекламный материал». В сообщении истца говорится, что «эта же газета является по совместительству и главным обличителем нашей «продажности».

НОЯБРЬ, 12
Александр Сутурин
Роскомнадзор постановил привлечь к ответственности главного редактора газеты «Молодой дальневосточник» (Хабаровск) Александра Сутурина, который обвиняется в пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений. Об этом журналист сообщил на своей страничке в Facebook. По словам Сутурина, претензии ведомства связаны с опубликованным в газете интервью с ЛГБТ-активистом Александром Ермошкиным. Главред газеты приводит выдержку из заседания отдела по контролю за СМИ, согласно которой, основные претензии ведомства связаны с фразой: «Само мое существование - эффективное доказательство нормальности гомосексуальности». В Роскомнадзоре считают, что она «противоречит законам логики», а автор статьи вводит несовершеннолетних читателей в заблуждение. «Следуя логике автора, можно признать нормальным и даже эффективным существование маньяков, серийных убийц и т.д», - говорится в протоколе заседания. Сутурин добавил, что на основании данного протокола в отношении него заведено административное производство по факту пропаганды гомосексуализма.

НОЯБРЬ, 12
Газета «Зырянская жизнь»
Интернет-журнал «7x7»
Эрнест Мезак
Сергей Сорокин
Дочь главы Конституционного суда Республики Коми Владимира Кретова Ирина Новикова выиграла дело о компенсации морального вреда у правозащитников и журналистов, которые разместили в интернете ее фотографии в обществе стриптизеров. Победа - частичная: взыскана 1/12 от желанной суммы, обидные тексты могут оставаться в интернете, надо убрать только фотографии, так как помощница судьи - именно такую должность занимала Новикова, когда ее сфотографировали, - публичной персоной не является. 7 марта 2005 года газета «Зырянская жизнь» опубликовала небольшую заметку о выступлении трио стриптизеров в сыктывкарском развлекательном центре. Она сопровождалась фотографией с подписью «Когда одну из девушек поцеловали в живот, она смутилась», но, вполне возможно, никто и никогда не узнал бы, что на ней изображена Ирина Кретова (теперь Новикова) – дочь Владимира Кретова, нынешнего председателя Конституционного суда Республики Коми, если бы не Эрнест Мезак из «Коми правозащитной комиссии «Мемориал». В 2008 году он посвятил Кретовой три поста на своей страничке в «Живом журнале». Они сопровождались фотографиями (одна из них была опубликована в «Зырянской жизни», другая нет) и подписями: «Для полной же деградации судейского сообщества останется лишь одеть в мантию вот эту финтифлюшку»; «Надо отдавать себе отчет, что никогда ни в одной цивилизованной стране мира не примут на работу в суд девушку, которая на публике с чувством глубокого удовлетворения на лице позволяла стриптизерам лапать свои…». Затем правозащитники запустили на ряде сайтов, в том числе в интернет-журнале «7x7», дискуссию, достойна ли она быть судьей. В 2013 году Новиковой все же удалось получить рекомендацию в республиканской ККС, но судьей она так и не стала: президентская кадровая комиссия ее кандидатуру не пропустила. Следом Новикова подала в суд иск о защите чести и достоинства к Мезаку, КПК «Мемориал», корреспонденту «7x7» Сергею Сорокину и самому журналу. Верховный суд Коми передал дело в Эжвинский районный суд. Новикова была возмущена стилем публикаций Мезака в ЖЖ, в частности, выражениями «финтифлюшка», «мажорная помощница», «манерное чудовище». Она заявляла, что публикации причинили ей «моральные страдания, выразившиеся в ухудшении здоровья, стрессе, нанесен непоправимый урон ее профессиональной репутации, чести и достоинству, ущемлено ее право на труд». Среди требований Новиковой было удаление спорных материалов, запрет публиковать ее фотографии, ведь разрешения на их съемку и распространение она не давала. Кроме того, она просила суд взыскать с обидчиков в общей сложности около 600 000 руб. Райсуд вынес решение по делу. Судья Виталий Соболев публикацию фотографий суд расценил как вторжение в личную жизнь Новиковой. С ответчиков взыскана компенсация морального вреда. Мезак должен заплатить Новиковой 25 000 руб., КПК «Мемориал» 15 тысяч, Сорокин – 8 тысяч. Кроме того, в случае вступления решения в силу ответчики обязаны удалить компрометирующие истицу фотографии из своих интернет-публикаций. Они намерены обжаловать решение.

НОЯБРЬ, 12
«Иная газета – Город Березники»
Мировой судья судебного участка № 46 города Березники Пермского края Л. Каменских рассмотрел дело об административном нарушении редакцией «Иной газеты – Город Березники», опубликовавшей материал под названием «8 сентября 2013 года: выборы по пути к насилию». Судья решил, что в нем содержится нецензурная брань. Речь идет о цитировании писателя Льва Рубинштейна: «Теоретически вполне возможно, что Собянин и правда набрал больше 50 процентов. Проблема только в одном: кто же им, бл***м, поверит?». Итог рассмотрения дела – административный штраф учредителю издания В. Ковбасюку в размере 5 000 рублей с конфискацией редакционного материала под названием «8 сентября 2013 года: выборы по пути к насилию», опубликованного в сети Интернет.

НОЯБРЬ, 13
Съемочная группа НТВ
Столичная полиция проводит проверку по заявлениям, поступившим от участников конфликта в центре Москвы - представителей НТВ и представителей музыканта Гарика Сукачева, сообщили в пресс-службе ГУМВД по Москве. В СМИ появилась информация о драке между директором группы «Неприкасаемые» Марио и съемочной группой телеканала НТВ: во время автограф-сессии Г. Сукачева съемочная группа НТВ представилась Первым каналом, но были мгновенно разоблачены. Однако, когда Марио попытался вывести журналистов из зала магазина, началась потасовка, остановить которую удалось лишь наряду полиции, который оперативно оказался на месте драки. В итоге съемочная группа НТВ и директор певца были доставлены для разбирательств в ОВД «Арбат», где обменялись взаимными претензиями и обвинительными заявлениями. Директор артиста уверяет, что на презентацию книги папарацци приехали пьяными, а Светлана Курицина, которая почему-то представилась Зариной с Первого канала, начала задавать вопросы не о презентации, а об алкоголе и наркотиках. Когда же охрана певца попыталась вывести журналистов из зала, папарацци оказали секьюрити ожесточенное сопротивление: «Полиция разберется, кто на кого набросился». Другое мнение у Светланы Курицыной, которая утверждает, что она вместе со съемочной группой программы «Луч Света» прибыла на автограф-сессию Гарика Сукачева на законных основаниях. Однако охрана певца неожиданно отвела журналистов в сторону после того, как Света из Иванова подошла к музыканту за автографом. В итоге оператор был избит директором и охранниками, которые вытащили из его камеры видеокассету с отснятым материалом, повредив дорогостоящее оборудование. При этом досталось и продюсеру программы «Луч Света». Свету из Иванова охранники бить не стали, лишь директор певца несколько раз оскорбил девушку. Сразу после этого съемочную группу выставили за дверь и больше не пустили на мероприятие.

НОЯБРЬ, 13
Олег Кашин
Журналист Олег Кашин пожаловался в Басманный суд Москвы на бездействие службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ, которая обеспечивает оперативное сопровождение расследования покушения на него в ноябре 2010 года. «В течение двух последних лет органы следствия и ФСБ России фактически бездействовали и не принимали действенных мер по отработке версий преступления и лиц, совершивших его», - цитируют «Ведомости» текст жалобы. Журналист отмечает, что все необходимые следственные действия были проведены, однако они не дали результата. «Теперь это дело может быть раскрыто только оперативным путем», - говорится в жалобе. Но ФСБ не принимает никаких мер к «отработке» лиц, возможно, причастных к преступлению, игнорирует ходатайства потерпевшего. Добавим, что сам Кашин подозревает в совершении преступления активистов околокремлевских молодежных движений, а также связанных с ними националистов и участников фанатских группировок (см. монитор за ноябрь 2010 года, ноябрь 2012 года).

НОЯБРЬ, 13
Михаил Афанасьев
Вечером в Абаканском городском суде (Хакасия) закончилось чтение решения по уголовному делу в отношении журналиста Михаила Афанасьева. Напомним, 6 сентября мировой суд Абакана оправдал редактора «Нового фокуса» по двум статьям уголовного кодекса. Афанасьева обвиняли по статье «Клевета» и «Оскорбление представителя власти» за опубликованный материал «Вы – лжец, полковник Злотников!». Суд первой инстанции в действиях журналиста состава преступления не нашел, посчитав доводы прокуратуры неубедительными (см. монитор за декабрь 2012 года, февраль, март, сентябрь 2013 года). Суд второй инстанции частично изменил решение своих коллег. Афанасьева оправдали по статье «Клевета» (решение вступило в силу), а по статье «Оскорбление представителя власти» приговор отменен. Дело отправлено на новое рассмотрение.

НОЯБРЬ, 14
Газета «Четвертая власть»
В Саратове против местной интернет-газеты «Четвертая власть» завели уголовное дело о клевете на вице-губернатора региона Дениса Фадеева. Как говорится на сайте издания, Денис Фадеев усмотрел клевету в статье «Предводители инвалидов смысла», опубликованной 10 декабря 2012 года. Автор, главный редактор Вадим Рогожин, в этой статье «в ироничном ключе» описал окружение саратовского губернатора Валерия Радаева. В частности, в публикации содержалась такая фраза: «Услужливость и пресмыкательство вице-губернатора Дениса Фадеева перед главой губернии часто замечают заседатели и посетители правительственных кабинетов». Почему Фадеев решил обратиться в полицию спустя почти год после публикации статьи, не объясняется

НОЯБРЬ, 14
Юрий Шевчук
Радиостанция «Эхо Москвы»
Судья Дзержинского районного суда Петербурга Ольга Князева отказала брянскому губернатору Николаю Денину в удовлетворении иска о защите чести и достоинства к лидеру группы ДДТ Юрию Шевчуку. Губернатор требовал опровергнуть обвинения в свой адрес в срыве концерта Шевчука в Брянске и выплатить 250 тысяч рублей в качестве компенсации (см. монитор за июль 2013 года). На первом заседании 15 августа суд назначил судебно-лингвистическую экспертизу с целью выяснить, были ли высказывания Шевчука в адрес брянского губернатора личным мнением музыканта или утверждением фактов. Экспертиза установила, что публикация содержит лишь оценочные суждения Шевчука, а факты, изложенные в ней, не могут быть проверены на соответствие действительности. «Заключение определило публикацию как критическую заметку, а Юрий Юлианович имеет право на критику. Кроме того, он, как частное лицо, не обязан сверять свои высказывания с законодательством о СМИ и на соответствие действительности», - сказал адвокат Шевчука. Денин подал иск о защите чести и достоинства 16 июля. 4 апреля Шевчук заявил, что концерт ДДТ в Брянске отменен по личному распоряжению губернатора. Денин лично звонил директорам местных концертных залов с требованием не допустить выступления ДДТ, говорилось в обращении Шевчука, опубликованном на его сайте. Никаких официальных уведомлений о причинах отмены концерта группа не получила, подчеркнул Шевчук.

НОЯБРЬ, 14
СМИ Свердловской области
В Екатеринбурге журналистов лишили возможности наблюдать за работой согласительной комиссии Законодательного собрания, которая рассматривала региональный бюджет на 2014 и 2015-2016 годы. Представители екатеринбургских СМИ расположились в комнате для прессы, где обычно ведется трансляция с заседаний, но в самый ответственный момент мониторы потухли, а звук пропал. Как пишет на своей странице в Facebook депутат Андрей Альшевских, согласно версии пресс-службы Заксобрания, от трансляции отказалась сама комиссия. Однако, как уверяет народный избранник, он о таком решении слышит впервые.

НОЯБРЬ, 14
Все СМИ
Тренинг по защите журналистов и безопасности журналистской деятельности, организованный Центром защиты прав СМИ совместно с международной правозащитный организацией «Артикль 19» и Союзом журналистов России. «Мексику и Россию объединяет безнаказанность убийц журналистов». Об этом в Воронеже на тренинге по безопасности журналисткой деятельности заявил мексиканский корреспондент Рикардо Гонзалез. Слушателей ознакомили с правовыми особенностями регулирования журналистской деятельности, а также с тем, как защитить себя, если за публикацию светит отнюдь не вынесение приговора, а реальная угроза расправы. О последнем пункте журналистам из Черноземья рассказал сотрудник регионального бюро «Артикля 19» по Мексике Рикардо Гонзалез. Помимо рекомендаций, как журналисту себя вести в случае опасности, мексиканец поделился своим мнением о том, почему убийцы журналистов остаются на свободе. «С одной стороны, правительство должно нас защищать, но в большинстве случаев оно оставляет эту возможность для нас, - отметил правозащитник. - С 2000 года в Мексике было убито74 журналиста, 29 работников СМИ пропали без вести, а в 41 редакции прозвучали взрывы. Практически все эти случаи остаются не расследованными. Речь идёт о безнаказанности. Это происходит по двум причинам: либо правительство не располагает достаточными средствами для поимки преступника, либо не имеет желание этого делать». Выход из ситуации Рикардо Гонзалез видит только один  – предавать все не расследованные убийства и нападения широкой огласке. «Замалчивание проблем только добавляет их. Риск угроз становится выше», - отметил журналист. Такой выход поддерживает и руководитель Центра защиты прав СМИ Галина Арапова. «За последние пятнадцать лет в России погибло 349 журналистов. Редакции не взрывают. У нас, как правило, устраивают проверки. Но мы все равно относимся к той печальной группе стран, где существует высокий уровень насилия и безнаказанности. Ни одно из убийств или нападений на журналистов за последние годы не было расследовано. И совершенно не понятно, что с этим делать, потому что только наших усилий недостаточно, а сообщество журналистов пока безмолвствует», - отметила Галина Юрьевна. Также она рассказала, что, несмотря на то, что последнее громкое убийство журналиста в Черноземье было в 1997 году, в России по-прежнему существует такая опасность. Например, в Дагестане журналисты расплачиваются за свои публикации жизнью. «Сейчас мы живем в такой стране, где показатель убитых журналистов находится на том же уровне, что и в странах, где идут открытые военные конфликты, - отметил Галина Арапова. – И если сами журналисты не изменят отношения к своим пострадавшим коллегам, то, возможно, это станет и их судьбой».

НОЯБРЬ, 15
Газета «Ведомости»
Журнал Forbes
Депутат Госдумы от «Единой России» Вячеслав Лысаков подал в Таганский райсуд Москвы иск о защите чести и достоинства к российскому отделению Transparency International. Соответчиками по делу выступают газета «Ведомости» и журнал Forbes, опубликовавшие информацию доклада организации «Вопросы к депутатам – 2013». Сведения, указанные в этом докладе, взяты из базы данных проекта «Декларатор», который Transparency International ведет совместно с Комитетом гражданских инициатив Алексея Кудрина и порталом Slon.Ru. Лысаков требует опровергнуть информацию о его доходах, приведенную в июльском докладе организации. Также единорос настаивает, чтобы Transparency International, «Ведомости» и Forbes в равных долях компенсировали ему моральный ущерб. Размер ущерба Лысаков оценивает в 9,112 миллиона рублей. Именно эта сумма была указана в докладе как предположительная совокупная стоимость имущества, приобретенного депутатом.

НОЯБРЬ, 15
Яна Яновская
В Пермском крае суд оштрафовал редактора газеты за публикацию персональных данных гражданки, которая, по версии журналиста, избивала своих детей. Мировой суд Кудымкарского городского округа Пермского края признал редактора местной городской газеты «Парма – Новости» Яну Яновскую виновной в незаконном распространении информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий. По данным прокуратуры, Яновская, будучи редактором, дала согласие на публикацию в газете материала под заголовком «Ребенок для битья». В статье рассказывалось о местной жительнице и ее детях. Были указаны настоящие фамилии, имена, возраст троих ребятишек, а также иная информация, по которой, по мнению журналиста, полиция должна была провести проверку. Публикацию проверила прокуратура региона. Выяснив, что мать на опубликование данных согласие сотрудникам газеты не давала, правоохранители посчитали незаконным разглашение сведений о частной жизни семьи, указав при этом, что по всем приведенным в материале фактам проведены проверки и приняты процессуальные решения. Суд назначил Яновской штраф в размере 30 тысяч рублей.

НОЯБРЬ, 15
Евгений Ильющенко
Внимание СМИ вновь привлекло резонансное дело бывшего майора милиции Павла Мирошникова, застрелившего в 2011 году своего соседа - видеоинженера Евгения Ильющенко. Оказывается, что он может вскоре оказаться на свободе. Напомним, громкая история произошла в ночь на 23 января 2011 года. 45-летний милиционер во время суточного дежурства вернулся домой. Он был пьян, и у него возник конфликт с соседом, курившим на лестничной площадке. Завязалась драка, в ходе которой Ильющенко был убит (см. монитор за январь 2011 года). Сначала Орджоникидзевский районный суд приговорил майора к 13 годам лишения свободы, однако позднее свердловский Областной суд скостил срок до пяти лет. И вот менее трех лет спустя Мирошников подает в Тагилстроевский районный суд Нижнего Тагила заявление на «условно-досрочное освобождение». Правда, 18 октября заседание суда не состоялось, так как осужденный изъявил желание лично присутствовать на заседании. Его перенесли на 15 ноября, причем планировалось провести его в 13-ой колонии, где и сидит Мирошников. Но и этот суд не состоялся. По информации информагентства «URA.Ru», экс-правоохранитель временно отозвал свое ходатайство, и сейчас делопроизводство приостановлено. Причина в нерешенности вопроса по погашению гражданского иска вдове. По словам Юлии Ильющенко, с ней уже связывались адвокаты Мирошникова, которые пытались выяснить, какая сумма из 715 тыс. рублей должна быть выплачена, чтобы Юлия не была против УДО. Сейчас, кстати, она получила лишь 29 тыс. рублей. Но, видимо, очень уж хочется преступнику на свободу…

НОЯБРЬ, 15
Ирина Губарева
Виталий Ганнащук
Редакция еженедельника «Бизнес-курс» (Омск) намерена обратиться в полицию с заявлением о нападении на фотокорреспондента издания Ирину Губареву и корреспондента Виталия Ганнащука. Инцидент случился невдалеке от здания Куйбышевского райсуда, откуда после очередного заседания выходил со своим адвокатом бизнесмен Дмитрий Коношенко. Ранее «БК» сообщал, что в этом процессе предприниматель пытается отсудить две иномарки у своей матери. Ирина Губарева запечатлела истца, когда он спустился с крыльца. Заметив направленный на него объектив, коммерсант, изобразив улыбку, не спеша подошел к журналистке и резко ударил ногой по фотокамере. Стоявший рядом Виталий Ганнащук, по словам очевидцев, мягко отстранил нападавшего. Тот начал грубо ругаться. Не получив от него внятного объяснений причин хамского поведения, журналисты отправились в редакцию. Однако Коношенко не успокоился – погнался за ними, схватил за шею Ганнащука, попытался свалить его на землю. «Какое право ты имеешь писать про меня и маму?» - спрашивал бизнесмен, очевидно, полагаю, что тема эта – запретная. «На…ты ходишь на мои суды – кричал он – Кто тебе дал право?». Если данный гражданин действительно полагает, что журналисты в отношении него нарушают закон, то, как опытный истец, мог бы потребовать сатисфакции через суд, однако предпочел судебному разбирательству публичную разборку напротив здания райсуда - с отборной бранью: присутствие девушки ничуть не сковывало его в выражениях. По сведениям «Бизнес-курса», напавший на его сотрудников коммерсант – фигура любопытная. «Коношенко - один из самых известных авантюристов Омска, – пишет издание - Был судим за совершение 11 преступлений, в том числе, за доведение до самоубийства».

НОЯБРЬ, 17
Владислав Степанов
Вечером в Вольске (Саратовская область) произошел инцидент с журналистом Атаке неизвестных подвергся редактор портала wolsk.ru Владислав Степанов. Поводом для агрессии стала профессиональная деятельность – журналист снимал место ДТП: автомобиль «Шевроле Эпика» врезался в маршрутную «ГАЗель». Люди при аварии не пострадали. Сразу после ДТП пассажиры Chevrolet вышли и сняли с машины номера. Иномаркой управляла молодая девушка, которая покинула место инцидента сразу после столкновения и вернулась только к приезду экипажа ДПС. Между тем, трое пассажиров «Шевроле», которым не понравилось, что ставший свидетелем происшествия главный редактор фотографирует ДТП. Они окружили журналиста, стали ему угрожать, а затем перешли к делу - вырвали у него из рук фотоаппарат и разбили. По словам В. Степанова, в руках у нападавших были бутылки с пивом, но они производили впечатление не пьяных людей, а находящихся под действием наркотиков. Портал wolsk.ru опубликовал фотографию одного из нападавших с просьбой опознать молодого человека, препятствовавшего работе журналиста.

НОЯБРЬ, 17
Все СМИ
В Москве активисты, выступающие в защиту политзаключенных, один за другим разворачивали баннеры в разных частях Красной площади. Как рассказал фотограф «Новой газеты» Евгений Фельдман, все участники акции задержаны. Впервые за четыре года с момента вступления в силу указа президента Дмитрия Медведева о разрешении съемки на Красной площади сотрудники ФСО пытались помешать работать фотокорреспондентам. Крое того, были задержаны несколько журналистов, но их отпустили после проверки документов.

НОЯБРЬ, 19
Екатерина Лукьянова
Сотрудники УФМС Центрального района города Сочи (Краснодарский край) схватили журналистку, которая собирала информацию о работе ведомства и, объявив ее «иностранным агентом», пытались изъять диктофон. Сотрудник одного из региональных изданий Екатерина Лукьянова, выполняя творческое задание в рамках журналистского тренинга «Академии Deutsche Welle», пыталась написать текст о том, как российским болельщикам придется регистрироваться в Сочи во время Олимпиады. Она зашла в отделение УФМС Центрального района Сочи, чтобы договориться о встрече с его руководителем и побеседовать с людьми, ждущими своей очереди. Девушка с диктофоном привлекла внимание сотрудников отделения, и Екатерину пригласила в свой кабинет заместитель руководителя УФМС Центрального района Сочи Светлана Савицкая. Чиновница потребовала от корреспондента объяснений, обвинила в нарушении закона, затем переписала у девушки паспортные данные и отобрала диктофон. «Она заявила мне, что я якобы пытаюсь скомпрометировать органы государственной власти, собрать жареные факты, и спросила, на кого я работаю. Узнав, что информацию я собираю для тренинга Deutsche Welle, Савицкая объявила меня «иностранным агентом». При этом указать, какой именно закон я нарушаю, она не смогла», – рассказала Е. Лукьянова. Девушка отказалась назвать чиновнице свой домашний адрес и сообщила, что не дает согласия на обработку личных данных, а изъятие диктофона считает кражей. Упоминание уголовно наказуемого преступления, по словам Лукьяновой, заставило Савицкую вернуть диктофон. Однако с полученными у журналистки личными данными персонал отделения УФМС обошелся по своему усмотрению: один из сотрудников схватил листок с переписанной из паспорта информацией и с криком «Сейчас я ее пробью!» убежал в сторону соседнего отделения полиции. Не дождавшись его возвращения, Екатерина покинула офис УФМС. Как рассказала Екатерина Лукьянова, в УФМС ее привело намерение подготовить материал о трудностях, с которыми придется столкнуться российским болельщикам, приехавшим на Олимпиаду из регионов. Напомним, на прошлой неделе президент Владимир Путин подписал указ, обязывающий всех российских гостей спортивного праздника в обязательном порядке получить временную регистрацию в Сочи в течение трех дней со дня прибытия в город. Однако уже сейчас сочинские отделения УФМС не справляются с наплывом желающих срочно узаконить свое пребывание в городе, своей очереди на прием люди ждут неделями. «Мы делали тренинги для журналистов во многих странах, в том числе – странах бывшего СССР. С похожими проблемами ранее мы столкнулись только в Узбекистане, где полиция задержала наших корреспондентов, – рассказывает координатор проектов «Академии Deutsche Welle» Лидия Ранерт. – Никто нас никогда ниоткуда не выгонял, не требовал паспортные данные. Даже во время освещения футбольного чемпионата Евро-2012 в Харькове нам было намного проще работать».

Сочи

НОЯБРЬ, 19
Газета «Московский комсомолец»
Руководство новосибирского Промышленно-логистического парка подало иск о защите деловой репутации компании к главе Новосибирского обкома КПРФ, депутату Государственной думы РФ Анатолию Локтю и газете «Московский комсомолец». Ранее контрольно-счетная палата региона после проверки деятельности ПЛП сообщила, что намеченные результаты его работы не достигнуты - объем выручки составил 435,7 млн рублей, что составляет 6% от запланированного. Депутат Локоть, комментируя «Московскому комсомольцу» результаты проверки, заявил, в частности, что «получать (зарплату) по 5 млн, и приносить одни убытки, это надо уметь». Иск подан «за распространение ложной информации, порочащей деловую репутацию нашей организации. Будем требовать удалить с сайта статью и опубликовать опровержение», - сказал представитель истца.

НОЯБРЬ, 19
Денис Синяков
Фотографа Дениса Синякова выпустили из СИЗО в Санкт-Петербурге. Об этом сообщает Greenpeace Russia. 18 ноября Приморский районный суд Санкт-Петербурга принял решение о его освобождении под залог в размере 2 млн руб. Напомним, 30 активистов «Гринпис» около двух недель назад предприняли попытку взят штурмом буровую платформу «Приразломная». Вместе с ледоколом «Арктик Санрайз», на борту которого они находились, их задержали заполярные пограничники. Активистов доставили в Мурманск, обвинили в пиратстве и посадили под арест. Среди них известный фотограф Денис Синяков, пресс-секретарь «Гринпис России» Андрей Аллахавердов и врач Екатерина Заспа (см. монитор за сентябрь, октябрь 2013 года).

НОЯБРЬ, 20
Все СМИ
Госдума рассмотрит законопроект, приравнивающий СМИ с иностранным финансированием к «иностранным агентам». Данная инициатива была внесена в прошлом году депутатами от «Единой России». Законопроект построен по аналогии с принятым ранее проектом закона об НКО. Речь идет о средствах массовой информации, которые получают денежные средства и иное имущество (в объеме более 50% от собственных доходов) от иностранных источников и которые участвуют в освещении политической деятельности на территории России. По мнению авторов законопроекта, продукция таких СМИ должна сопровождаться указанием на то, что она создана и распространена «иностранным агентом». Ранее профильный думский комитет рекомендовал Госдуме отклонить данную законодательную инициативу. Мнение участников дискуссии свелось к тому, что в отличие от НКО СМИ имеют другую систему регулирования деятельности и подпадают под достаточно большие ограничения по существующим законам.

НОЯБРЬ, 20
ГТРК «Бира»
Любовь Новосёлова
В Еврейской автономной области глава администрации Теплоозёрского поселения Марина Насонова отказалась общаться с прессой. Она выгнала из своего кабинета корреспондента телевидения ГТРК «Бира» Любовь Новосёлову, когда журналист пыталась получить комментарий по проблемному вопросу, интересующий жителей поселения - о том, какие меры предпринимаются по устранению проблемы перехода через железнодорожные пути. Сейчас жителям приходится буквально лазить под поездами, чтобы попасть на другую сторону, так как переход постоянно перегорожен составами. Однако получить комментарий журналисту не удалось, так как Марина Насонова буквально вытолкала корреспондента из кабинета.

НОЯБРЬ, 21
Журнал Forbes
Калининский суд Санкт-Петербурга оставил без рассмотрения иск о защите чести и достоинства бизнесмена Сергея Соловьева, который он предъявил журналу Forbes за публикацию в майском номере якобы ложного интервью. Причиной судебного разбирательства стала публикация в журнале Forbes интервью «Портрет современного политика» с неким бизнесменом Сергеем Соловьевым. Сам Соловьев утверждает, что является не бизнесменом, а менеджером по продажам, никакого интервью не давал, а обо всем произошедшем узнал от жены, которая из интервью узнала, что ее муж на самом деле миллиардер и кандидат в депутаты города в Свердловской области. Соловьев возмутился ложной публикацией в Forbes и подал иск против учредителя журнала – компании «Аксель Шпрингер Раша». По словам героя материала, публикация разрушила его семейную жизнь, после чего Соловьев подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, потребовав с издания 5 миллионов рублей в качестве компенсации за моральный ущерб. Позднее ответственность за организацию публикации взял на себя Андрей Михайлов, который также является ответчиком по иску. 21 ноября судья Калининского районного суда Мария Кондрашова оставила иск без рассмотрения. Причиной такого решения стала подпись под исковым заявлением лица, не имеющего на это полномочий. Напомним, ранее Соловьев уже пытался засудить журнал. Иск был зарегистрировал 11 июля, однако судья оставила его без рассмотрения.

НОЯБРЬ, 21
Журнал «Искусство потребления»
Ростовское УФАС России вынесло постановление о наложении штрафа в размере 110 тысяч рублей в отношении журнала «Искусство потребления» за рекламу алкоголя на страницах издания. Комиссия Управления выявила в номере журнала три различных случая рекламирования алкоголя: винного бутика, частной пивоварни, а также распространителя алкогольной продукции с изображением ассортимента вин, и признала издательство журнала нарушившим п.1 ч.2 ст.21 и ч.4 ст.2 Федерального закона «О рекламе» с наложением административного штрафа. Напомним, что в сентябре 2013 года за схожее правонарушение был оштрафован ростовский журнал «Кто главный». Обе редакции проигнорировали поправки, которые были внесены в Закон о рекламе год назад и вступили в силу с 1 января 2013 года. Федеральный Закон полностью запрещает рекламировать алкоголь в периодических печатных изданиях.

НОЯБРЬ, 21, 26
Валерий Усков
Вячеслав Байдарико
Бывший редактор газеты «Правда города Златоуста» (Челябинская область) Валерий Усков и журналист этого издания Вячеслав Байдарико задержаны и находятся в СИЗО. По информации пресс-службы ГУ МВД по Челябинской области, они подозреваются в незаконном обороте огнестрельного оружия. Возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 222 УК («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, совершенные группой лиц по предварительному сговору»). Обстоятельства задержания и последующее скупое объяснение событий силовиками весьма странны. Оружие у журналистов нашли 21 ноября - в лесном массиве в Златоусте, в недостроенном доме, где неподалеку располагается палаточный лагерь защитников бора. Жители лагеря по инициативе активистов, в том числе и Ускова, 46 дней караулят сосны от вырубок коммерческими фирмами. Последние, в сговоре с властями, хотят застроить лес домами на продажу. Потому в Златоусте за этот лес развернулась «гражданская война». В релизе силовиков нет фамилий задержанных, а на видео – их лиц. Пакет с оружием заботливо подоткнут в бок некоему человеку в защитного цвета форме. О том, что задержаны именно Усков и Байдарико, стало известно из заявления представителей местного общественного движения, которое возглавляет Валерий Усков, и журналистов газеты «Правда города Златоуста». «22 ноября 2013 года Валерий Усков собирался заняться журналистским расследованием, ему кто-то позвонил, они сели в машину, сказав, мы ненадолго, и пропали из зоны связи, - рассказывает корреспондент газеты «Правда города Златоуста» Никита Поляков. - У нас в редакции прошел обыск, изъяли всю технику, видеокамеру, ноутбуки, жесткие диски. Приехали люди в масках, все проверили, перевернули, не нашли фактически ничего, мы сегодня тоже были допрошены в УВД. По версии полиции, мы осуществляем незаконное хранение оружия, занимаемся этим организованной группой. Пока мы находимся в статусе свидетелей, а Валерий Усков и еще один журналист нашей газеты Вячеслав Байдарико находятся в изоляторе». Активисты предполагают, что давление на Ускова, скорее всего, идет со стороны властей города Златоуста. Уж очень он им надоел. Усков инициировал кампанию по выражению недоверия главе Златоуста В. Жилину, организовал сбор подписей, выиграл суд по делу о незаконном решении городского главы о запрете пикетов. Добавим, это уже не первая попытка властей убрать неудобного журналиста. Ранее Валерий Усков, будучи главным редактором газеты «Правда города Златоуста», отсидел в СИЗО по надуманным обвинениям несколько месяцев. Журналист был посажен в кутузку по статье 282 УК РФ («Возбуждение вражды»), точнее, за призывы не платить за ЖКХ, не верить ни одному слову мэра, за стеб по поводу построенного отцами города «маленького городка солнца», за его статьи о новых назначенцах, внезапно разбогатевших депутатах. Все это тогда назвали экстремизмом. Однако в тот раз уголовное дело в отношении Валерия Ускова было прекращено, все обвинения с него были сняты, журналиста реабилитировали (см. монитор за август 2013 года). Возможно, в этот раз в отношении него опять предпринята провокация, чтобы таким образом дискредитировать и журналиста-активиста, и палаточный лагерь защитников бора. О том, что эта версия более чем правдоподобна, говорит такой факт. Буквально на следующий день после задержания Ускова и Байдарико охраняемый от вырубок лес по периметру был обклеен лентами и плакатами, сообщавшими, что этот участок является собственностью ОАО «Златмаш». То есть коммерсанты, несмотря на пиар-усилия главы города, вещающего «о достижении соглашения о не вырубках», от своей цели решили не отступать. А полиция хранит молчание, и не дает более никаких комментариев, кроме того пресс-релиза без фамилий. Златоустовский городской суд 26 ноября отказался взять под стражу Ускова и Байдарико и освободил журналистов.

НОЯБРЬ, 21, 26
Сергей Резник
Утром 21 ноября в квартиру Сергея Резника в Ростове-на-Дону для проведения обыска прибыли сотрудники областного УВД в сопровождении следователя управления Следственного комитета РФ по Ростовской области. Они предъявили разрешение на обыск, выданное Ленинским районным судом Ростова-на-Дону. «Это была полицейская операция, обыск проводили сотрудники отдела по борьбе с терроризмом областного управления внутренних дел, - сказал корреспонденту ФЗГ С. Резник. – Полицейские унесли нетбук и ноутбук, все флэшки и другие электронные носители. Забрали они и сотовые телефоны – мои и моей жены, а также новые, которые я купил, но ещё не успел ими воспользоваться. Формальный повод для обыска – расследование одного из возбужденных против меня уголовных дел, которое ещё не закончено. Но на самом деле, я думаю, полицейские начальники хотят выяснить, не участвовал ли я в сборе компрометирующей их информации, которая используется сейчас для написания всякого рода анонимных жалоб и заявлений, а также появляется в сети Интернет. Теперь, по крайней мере, убедятся в том, что я к этому никакого отношения не имею». В Первомайском районном суде Ростова-на-Дону тем временем заканчивается процесс по трем уголовным делам в отношении С. Резника, объединенным в одно производство. Журналист обвиняется в коммерческом подкупе сотрудника станции техобслуживания при получении техталона для своего автомобиля, в заведомо ложном доносе на лиц, угрожавших ему по телефону, а также в публичном оскорблении в своем блоге председателя областного арбитражного суда (см монитор за апрель 2013 года). Государственный обвинитель попросил суд назначить С. Резнику наказание в виде трех лет лишения свободы в колонии общего режима. Суд 26 ноября вынес приговор, в соответствии с которым журналиста признали виновным и приговорили к полутора годам колонии общего режима. Резника арестовали в зале суда. Защита Резника уже обжаловала приговор.

НОЯБРЬ, 22
Кьерон Бриан
Оператор из Великобритании Кьерон Бриан, который проходит по делу Arctic Sunrise, вышел из СИЗО на свободу. Об этом сообщается в Twitter российского отделения Greenpeace. Ранее петербургский суд изменил меру пресечения для Бриана с ареста на освобождение под залог в 2 млн рублей. Руководство Greenpeace неоднократно заявляло, что готово заплатить по 2 млн рублей за каждого арестованного активиста. Напомним, 18 сентября активисты Greenpeace проводили акцию против нефтедобычи в Арктике. В знак протеста они попытались подняться на нефтяную платформу «Приразломная». На следующий день российские пограничники высадились на борт судна Arctic Sunrise с активистами на борту, судно доставили в Кольский залив, а активистов – в изоляторы временного содержания Мурманска и близлежащих городов. Позже их перевели в СИЗО Петербурга. Ранее все они обвинялись в пиратстве, однако 23 октября СКР изменил обвинение на хулиганство (см. монитор за сентябрь, октябрь 2013 года).

НОЯБРЬ, 23
Группа «Общественный контроль. Г. Кемь»
В Карелии группа «В Контакте», названная её создателями «Общественный контроль. Г. Кемь», ежедневно рассказывает о событиях городской жизни, причём закрытых тем нет. А поскольку городское неустройство лезет в глаза, то редкий день не обходится без того, чтобы горожане не рассказали на страницах «Общественного контроля» о городских проблемах. Время от времени острейшие виртуальные дискуссии выливаются в служебные проверки, когда, например, участники сети обнародовали махинации с расселением ветхого жилья. Тогда в ситуацию вмешались правоохранительные органы, и уже возбуждено уголовное дело, фигурантами которого стали сотрудники городской администрации. Редакция «Общественного контроля» всё происходящее освещает, и каждый новый добытый документ вывешивает на всеобщее обозрение. Так, на странице группы появилось и заявление сотрудников Кемской мэрии, направленное в правоохранительные органы, в котором они жаловались на авторов «Общественного контроля», утверждая, что те распространяют недостоверную информацию о деятельности мэрии, бездоказательно критикуют работу Кемской городской администрации, тем самым дискредитируя деятельность органов местного самоуправления. То, что в мэрии проходят обыски, глава города Кеми И. Пигалкин не отрицает (следователи уже осуществили выемку документов в кабинетах администрации), но его обеспокоил сам факт, каким образом письменная жалоба сотрудников мэрии на общественников появилась на страницах группы «В Контакте». Используя этот повод (служебное письмо мэрии, адресованное полицейским, стало общеизвестным), он настаивает, во-первых, на проверке самого факта утечки информации из служебных кабинетов, и, во-вторых, указывает на злонамеренную дискредитацию его, мэра Пигалкина, на страницах группы «Общественный контроль. Г. Кемь». Прокуратура города уже дала ответ, сообщив, что исследование материалов, размещённых в социальной сети, не подтверждает жалоб, содержащихся в заявлении сотрудников Кемской мэрии. Утверждение авторов обращения, что на страницах сетевого ресурса порочатся сотрудники мэрии, не подкреплено ни одним фактом, а потому и проверять нечего, сообщили в прокуратуре журналистам, обратившимися за комментариями в надзорный орган. Исследовав опубликованные в соцсети материалы, прокуратура пришла к выводу, что в них нет никакой клеветы или порочащих честь и достоинство сотрудников мэрии сведений. Более того, в прокуратуре подтвердили, что все проблемы, освещающиеся на странице группы «Общественный контроль. Г. Кемь» существуют, и сама прокуратура не один раз требовала от мэрии исправления выявленных недостатков. Словом, в информационной деятельности активных граждан города Кеми нет ничего незаконного. Другое дело, что подобная открытость раздражает, наверное, мэра И. Пигалкина и его администрацию. Но для того и создан общественный контроль, чтобы защищать интересы горожан. И, судя по реакции органов самоуправления на инициативу горожан, жители Кеми нашли эффективный механизм контроля за городской властью. Конфликтная история еще не исчерпана, потому что сотрудники администрации города Кеми обратились с просьбой оградить их от пристального внимания граждан еще и в управление ФСБ, и в полицию. Впрочем, прокурор вполне резонно ответил, что если мэр И. Пигалкин или его администрация считают, что их незаслуженно оскорбили, или об их деятельности распространена недостоверная информация, то они имеют право обратиться за защитой в суд. А опыт судебного преследования главой города И. Пигалкиным у журналистов имеется. Он длительное время судился с независимой районной газетой «Местное время», проиграв в итоге дело, но своего все же добился: газета прекратила существование, не выдержав финансовых проблем, возникших, в том числе, и по причине судебной тяжбы. Фонд защиты гласности освещал тот судебный процесс (см. монитор за март 2013 года), и не исключал возможности, что гражданские активисты займутся защитой своих прав в социальной сети, что и произошло. Но и мэр Кеми Пигалкин, как видим, отступать не намерен, пытаясь представить общественных контролеров в роли злопыхателей.

НОЯБРЬ, 23
Газета «Качканарский четверг»
В сентябре 2013 года в Качканарский городской суд (Свердловская область) обратился предприниматель М. Анохин с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к редакции местной газеты «Качканарский четверг». Истец заявлял, что в одном из номеров издания был опубликован текст о том, что он организовывал поджоги под Качканаром, чтобы затем скупить земли. Бизнесмен потребовал опубликовать опровержение недостоверных и порочащих его сведений и взыскать с редакции газеты в качестве компенсации морального вреда 500 тыс. рублей. В возражении на иск представители ответчика указывали, что в публикации была всего лишь изложена одна из версий пожара, которую выдвинула одна из пострадавших. В публикации была также указана позиция истца по конфликтному вопросу. Более того, когда в октябре был задержан настоящий поджигатель, редакция издания опубликовала текст, в котором рассказывалось, что первоначальная версия не подтвердилась. Таким образом, редакция действовала добросовестно. Кроме этого, ответчик настаивал на том, что таким образом опровержение недостоверной информации уже было опубликовано. Согласно ФЗ «О СМИ», нельзя требовать опровержения, если таковое уже было опубликовано ранее. Наконец, представители редакции заявляли, что сумма компенсации морального вреда не была обоснована истцом. 13 ноября суд, принимая во внимание аргументацию ответчика, частично удовлетворил иск и взыскал с редакции компенсацию морального вреда в размере 10 тыс. рублей. Консультацию представителя ответчика оказывали юристы Центра защиты прав СМИ.

НОЯБРЬ, 23
Съемочная группа «Рен-ТВ»
В Москве произошел конфликт между двумя группами молодых людей, закончившийся стрельбой из травматического оружия. Стрельба, произошедшая в супермаркете «Седьмой континент» на улице Менжинского, стала результатом конфликта между продавцами курительных смесей и активистами молодежного движения «Наркостоп», которые проводили рейд вместе со съемочной группой «Рен-ТВ». По данным источника в правоохранительных органах, торговцы курительными смесями в ответ на предложение прекратить свой бизнес повели себя агрессивно, один из них открыл огонь по активистам и журналистам из травматического пистолета. В результате инцидента один активист с тяжелым ранением головы был госпитализирован, еще одному было нанесено легкое ранение. Журналисты телеканала в результате перестрелки не пострадали.

НОЯБРЬ, 25
Андрей Новичков
Пять градозащитников и корреспондент «Граней» Андрей Новичков задержаны на месте сноса флигеля усадьбы Соколовых-Сибиряковых в Вознесенском переулке Москвы. Задержаны активисты коалиции «В защиту Москвы» Павел Шехтман, Александр Эйсман, Вера Лаврешина, Даниил Коптев и Елена Морозова. Все задержанные, включая Новичкова, доставлены в ОВД «Пресненское».

НОЯБРЬ, 26
Константин Бауэр
Суд приговорил к девяти годам и шести месяцам колонии строгого режима жителя Лесосибирска (Красноярский край), признанного виновным в убийстве журналиста местной телерадиокомпании, сообщается на сайте краевого управления МВД. Как сообщает ведомство, преступление произошло в конце марта. Между обвиняемым и журналистом Лесосибирской городской телерадиокомпании Константином Бауэром возник конфликт, переросший в драку, в результате которой последний получил серьезные черепно-мозговые травмы. К. Бауэра доставили в центральную городскую больницу, в тяжелом состоянии журналиста поместили в реанимацию. Следственным отделом ОМВД России по Лесосибирску было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 111 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью») – см. монитор за апрель 2013 года. В течение месяца К. Бауэр находился в коме, однако 7 мая скончался. Полицейские нашли свидетелей произошедшего и быстро разыскали подозреваемого. Им оказался ранее неоднократно судимый мужчина, который находился в розыске за кражу.

НОЯБРЬ, 26
«Новая газета»
Никита Гирин
The New Time
Зоя Светова
Судьи Московского городского суда подали в Басманный районный суд Москвы иск о защите чести и достоинства к «Новой газете» и ее корреспонденту Никите Гирину. Истцы – Юрий Беспалов и Дмитрий Гордеюк, считают, что в статье «Это Ваш плагиат, Ваша честь?» содержатся не соответствующие действительности и порочащие их сведения. В частности, претензии судей-истцов вызвали сообщения о том, что в диссертации Д. Гордеюка есть «заимствования» из работ его научного руководителя Ю. Беспалова. Кроме того, истцам не понравилась фраза: «Совпадения в диссертации Гордиюка Д. В. с работой его научного руководителя, скорее всего, не случайны уже потому, что есть идентичные отрывки длинной в пять страниц». «Моральная небезупречность». Кроме публикации опровержения, Беспалов и Гордеюк просят суд взыскать с ответчиков 300 000 рублей в качестве компенсации морального вреда. «Новая газета» готова к встрече в Басманном суде Москвы с судьями Московского городского суда. «Мы не будем - несмотря на то, что многие юристы нам это советовали - требовать переноса судебного рассмотрения в другой субъект Федерации», - сообщили в редакции газеты. Аналогичный иск предъявлен Гордеюком к московскому журналу The New Time и журналисту Зое Световой за статью «Плагиатроы в мантиях», опубликованную 11 ноября 2013 года.

НОЯБРЬ, 26
Газета «Деловой Петербург»
Газета «Коммерсант»
Пресс-служба губернатора Петербурга и сотрудники ФСО не пустили журналистов газет «Деловой Петербург» и «Коммерсант» на встречу Георгия Полтавченко с представителями национально-культурных объединений и автономий, которая прошла в Смольном. Инцидент произошел, несмотря на то, что у журналистов этих изданий есть постоянная аккредитация в Смольном. Как рассказали ЖурДому журналисты, присутствовавшие на мероприятии, рассылка анонса о его проведении Смольным не проводилась, пресс-служба администрации Петербурга обзвонила и выборочно пригласила на него представителей СМИ. Звонка в редакцию «Делового Петербурга» и «Коммерсант» не поступало. Подобные казусы вызваны тем, что с недавних пор Смольный ввел новое правило. Теперь на каждое мероприятие с участием губернатора Петербурга необходимо получать отдельную аккредитацию, даже если эти мероприятия проходят в один день.

НОЯБРЬ, 27
Все СМИ
В Туле представители СМИ могут приходить на заседания гордумы только в официальных костюмах и строгих платьях. На заседании Тульской городской Думы депутаты большинством голосов поддержали законопроект об аккредитации представителей СМИ при Тульской городской Думе. В частности для журналистов введен официально-деловой дресс-код: строгие платья и костюмы.

НОЯБРЬ, 27
Виктор Яшин
В Вольске (Саратовская область) полиция начала проверку по факту публичных оскорблений, которые 67-летний председатель местной Общественной палаты Анатолий Зубрицкий нанес сотрудникам газеты «Жил-был Вольск» и сайта wolsk.ru. Как пишет портал, инцидент произошел 25 ноября в большом зале районной администрации. Бывший глава Вольского района, а ныне главный общественник подошел к фотокорреспонденту Виктору Яшину, предъявив ему претензии за комментарии пользователей на информационном сайте. «Кто тебе дал право оскорбления мне наносить?!», – спросил Анатолий Зубрицкий во всеуслышание. «Какие?» – уточнил фотограф. «Ты прочти и узнаешь! Ты сам в первую очередь пи…ас, не я! Я найду, кто писал! И жди!», – заявил председатель Общественной палаты. «Анатолий Иванович нарочито говорил громко, чтобы слышали рядом сидевшие чиновники, – сообщает wolsk.ru. – Извиняться Зубрицкий не стал, поэтому на следующий день журналисты обратились в полицию, которая по факту публичных оскорблений начала проверку».

НОЯБРЬ, 27
Журналисты газеты «Копейский рабочий»
Журналистам «Копейского рабочего» (Челябинская область) пишут угрозы и оскорбления. Эти высказывания были отправлены с компьютера, принадлежащего спикеру собрания депутатов Копейска Николаю Сединкину. Поводом для угроз стали острые публикации о ситуации с городским водоснабжением. По факту произошедшего поданы заявления в правоохранительные органы. Угрозы начали поступать на сайт газеты в конце ноября, после публикации «Водный террор». В материале рассказывалось о том, что директор ЗАО «Горводоканал» Николай Сединкин, по совместительству спикер собрания депутатов Копейска, угрожал остановить насосные станции, и оставить город без воды. После этого в комментариях к статье появились угрозы и оскорбления в адрес журналистов. «Начались оскорбления, полуматерные выражения, - рассказал главный редактор «Копейского рабочего» Дмитрий Согрин. - Мы их не удаляем на сайте, но скрываем от пользователей». Проверка IP-адресов показала: оскорбления и угрозы писались с компьютера, принадлежащего г-ну Сединкину. Журналисты подали три заявления в правоохранительные органы, а также в отдел безопасности администрации Копейска. «Сегодня отвозим еще одно заявление в УВД Копейска, - добавил Дмитрий Согрин. Председатель союза журналистов Челябинской области Александр Юрин осудил произошедшее. «Ситуацию нужно рассматривать с точки зрения уголовного кодекса, - считает он. - В адрес журналистов поступают время от времени угрозы, конечно. Печально, что люди, которые угрожают журналистам, не делают выводов. До угроз опускаются люди, у которых вроде бы и с мозгами все в порядке. Если понятно, куда ведут следы, надо обращаться в правоохранительные органы».

НОЯБРЬ, 28
Все СМИ
Из зала Ленинского районного суда Екатеринбурга были удалены представители СМИ, которые собрались, чтобы отследить процесс по делу бывшего шеф-редактора «Ура.ру» Аксаны Пановой. Напомним, Панова обвиняется в вымогательстве и растрате средств со счета организации-владельца портала «Ура.ру». Судья счел участие журналистов в процессе лишним: «Действия средств массовой информации судом оцениваются отрицательно, в связи с чем во избежание дальнейших возможных каких-либо конфликтных ситуаций средства массовой информации удаляются из зала заседания до прений».

НОЯБРЬ, 28
Газета «Березниковский рабочий»
Наталья Мальцева
В суд направлены два дела об административном правонарушении по факту публичной демонстрации свастики в газете «Березниковский рабочий», сообщает пресс-служба прокуратуры Пермского края. Дела возбуждены по части 1 статьи 20.3 КоАП («Публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики») в отношении учредителя газеты - юридического лица ООО «Березниковский рабочий» и главного редактора Натальи Мальцевой. Анонс на первой странице одного из номеров о новых законопроектах и программах Пермского края, касающихся талантливой и активной молодежи, был проиллюстрирован черно-белой фотографией девушек в футболках. На футболках девушек блогеры обнаружили свастику. Вскоре был найден источник изображения. В одной из статей «Военного обозрения» подпись под этим фото гласит: «Группа немецких девушек выстроилась в шеренгу перед уроком музыкальной культуры при содействии молодежного движения «Гитлерюгенд» в Берлине, Германия, 24 февраля 1936 года». Березниковские ветераны обратились в прокуратуру с заявлением о пропаганде газетой нацистской символики. Вероятно, в газете не собирались публиковать изображение свастики, а лишь взяла из интернета для своей публикации первую попавшуюся фотографию с красивыми девушками. Однако статья 20.3 не требует от обвинения доказательств наличия умысла на совершение правонарушения. Газете грозит штраф до пятидесяти тысяч рублей, главреду - до четырех тысяч.

НОЯБРЬ, 28
Сотрудники Общественного телевидения России
Некоторые сотрудники Общественного телевидения России (ОТР) сообщили в соцсетях, что на телевидении возникли серьезные финансовые трудности, зарплаты задерживают, производство многих программ приостановлено на неопределенный срок, как минимум до февраля. «Это внутреннее дело компании», - заявил генеральный директор телеканала Анатолий Лысенко, комментируя сообщения сотрудников ОТР. «Руководство канала ждет перечисления кредита от Внешэкономбанка (ВЭБ) на сумму 250 млн рублей», - добавил он. «Положение телеканала действительно сложное», - сказал Лысенко, не уточнив при этом, когда именно телекомпания получит кредит. Ранее Лысенко сообщил, что достигнута принципиальная договоренность о выделении Внешэкономбанком (ВЭБ) займа объемом 250 млн рублей на текущую деятельность канала сроком на три месяца. «Гасить кредит нам придется из очередного транша бюджетного финансирования, а затем вновь обращаться за кредитом», - сказал Лысенко. По его словам, из-за нехватки денег при составлении планов на 2014 год ОТР, возможно, придется «частично сократить штат сотрудников и закрыть ряд программ». Отвечая на вопрос, пойдет ли ОТР на размещение рекламы для покрытия дефицита средств, Лысенко сказал: «Мне бы не хотелось идти по этому пути. Это будет самой последней мерой». Ранее в рамках второго чтения проекта бюджета на 2014 - 2016 гг. депутаты Госдумы отказались от идеи направить дополнительно 300 млн рублей на работу Общественного телевидения. Соответствующая поправка депутатов.

НОЯБРЬ, 28
Сайт газеты «Коммерсант»
С сайта «Коммерсанта» удалили статью о загородных домах высокопоставленных единоросов, основанную на данных, опубликованных накануне Алексеем Навальным. При попытке зайти на страницу, где находилась статья «Дворцовая ревизия: Алексей Навальный обвиняет чиновников и депутатов в сокрытии доходов», по прямой ссылке, пользователь видит сообщение об ошибке. Найти статью с помощью поиска на сайте также невозможно. Также она не доступна в кэше «Яндекса», но продолжает оставаться в кэше Google. О том, что высокопоставленные единоросы владеют участками с домами стоимостью в десятки их официальных годовых доходов в Истринском районе Московской области Навальный сообщил в своем блоге накануне. Он ссылался на данные единого реестра Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Среди собственников дорогостоящей недвижимости оказались первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин, руководитель аппарата правительства Сергей Приходько, секретарь генсовета партии «Единая Россия» Сергей Неверов, экс-куратор подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке Николай Ашлапов и председатель думского комитета по экономической политике Игорь Руденский. Информацию о дачах единоросов Фонд борьбы с коррупцией разместил на сайте dacha.fbk.info. Навальный приводит спутниковые снимки участков с постройками в деревне Лешково. Примерная цена таких участков без учета стоимости строений составляет от 70 до 180 миллионов рублей. Лишь у Володина в декларациях присутствует сумма, сопоставимая с этими ценами, отмечает Навальный. В 2009 году Володин получил 350 миллионов рублей от продажи акций масложирового комбината. При этом в декларациях единоросов эта недвижимость отражена лишь частично. Большая часть земли оформлена в собственность «Дачного некоммерческого партнерства «Сосны». Кроме того, некоторые дачи расположены на участке, купленном бизнесменом Николаем Шустенко.

НОЯБРЬ, 28
Наталья Нестеренко
Арендатор земель в поселке Зарождение Динского района (Краснодарский край) Николай Терещенко обратился в Динской районный суд с иском о возмещении морального вреда к редактору районного независимого издания «Новая газета района» Наталье Нестеренко. Поводом для обращения арендатора в суд стала публикация в «НГР» статьи под заголовком «Современные Маркизы Карабасы» от 26 июля 2013 года, в которой журналист сравнил арендатора со сказочным персонажем, а также употребил в отношении Терещенко выражения: «феодал» и «человек разносторонний, с богатой биографией». Динской районный суд под председательством судьи Юрия Семенихина вынес решение по иску предпринимателя Николая Терещенко к главному редактору газеты о защите чести, достоинства и деловой репутации. В пользу истца суд взыскал с Н. Нестеренко 500 тыс. рублей. Главный редактор «Новой газеты района» считает вынесенное решение «финансовым убийством независимого СМИ». Н. Нестеренко намерена обжаловать решение Динского районного суда в вышестоящей инстанции.

НОЯБРЬ, 28
Съемочная группа ТВЦ
В Москве совершено нападение на журналистов. Атаке поверглась съемочная группа телекомпании «ТВ Центр», которая пыталась взять интервью у лидера и основателя одной из сект. Инцидент произошел около 16:00 в подъезде дома 9 по ул. Краснопролетарской. Сторонники религиозной организации атаковали оператора и корреспондента, а также героя программы, которая ранее была в плену этой секты. Репортеры и сопровождавшая их помощница получили несколько ударов, в них плеснули едкой жидкостью – два человека получили химические ожоги лица и глаз. Кроме того, в результате инцидента пострадала съемочная аппаратура - были повреждены объектив и микрофон камеры. На место выехали все оперативные службы города. Новое религиозное движение, известное как «секта бога Кузи» - незарегистрированная религиозная организация. Секта не так безобидна, как может показаться на первый взгляд: освободившиеся последователи рассказывают, что люди уходят из семьи и продают свой бизнес, чтобы получить спасение.

 

НОЯБРЬ, 28
ИА SakhalinMedia
ИА PrimaMedia
В Южно-Сахалинске полиция с 13.00 парализовала работу ИА SakhalinMedia. Основанием для обысков стало уголовное дело в отношении неустановленного лица, предусмотренного статьей 128.1 УК РФ («Клевета»). Мероприятия проводились в течение четырех часов, после чего полицейские изъяли все жесткие диски, ноутбуки и другие носители информации. Полицейские объяснили, что прибыли с тем, чтобы найти оригинал письма, содержащий обращение жителей поселка Озерский Корсаковского района Сахалинской области к президенту РФ Владимиру Путину, на основании которого на сайте ИА SakhalinMedia был опубликован материал под названием «Спасти их от сенатора-бизнесмена просят Путина жители поселка Озерский на Сахалине». В данном материале, по мнению господина сенатора Александра Верховского, содержится информация о его деятельности, якобы порочащая его честь и достоинство. Также полицейские искали саму статью на электронном носителе. Поведение полиции вызвало ряд вопросов со стороны сотрудников агентства. Им во время обыска запрещали общаться по телефону, причем как с адвокатом, так и с непосредственным руководством. Подходить к компьютерам сотрудникам агентства также строго запретили. В результате чего работа редакции была парализована на весь день. Также полицейские запретили видео- и фотосъемку происходящего. Обнаружить документы, за которыми в редакцию явилась полиция, сотрудникам правоохранительных органов не удалось. В итоге полиция изъяла все документы, имевшиеся в распоряжении редакции, а также жесткие диски, ноутбуки и другие носители информации. Объяснять, зачем понадобились абсолютно все компьютеры, сотрудники полиции не стали. Таким образом, полиция парализовала работу редакции на неопределенный срок. В этот же день следственные действия в рамках расследования дела по заявлению Верховского прошли и офисе приморской редакции медиахолдинга PrimaMedia во Владивостоке. В ходе многочасовых обысков в редакции были изъяты жесткие диски из компьютеров. На следующий день сотрудники редакции были вызваны для опроса. Журналисты приморской редакции расценивают данные действия как элементы давления на независимое СМИ. Руководство информационного холдинга «Прима Медиа» направило жалобу в Генеральную прокуратуру России на неправомерные действия полиции,

НОЯБРЬ, 29
Журнал «Автоном»
Тюменские правоохранители оказались самыми бдительными: они обнаружили экстремизм там, где его не увидели (или не заметили по халатности) их коллеги из многих регионов страны, в которых уже довольно давно распространяется журнал «Автоном». С 2005 года он издается в Москве (а до того – в Краснодаре) анархо-коммунистическим движением «Автономное действие». На появление в городе нового издания обратили внимание УФСБ по Тюменской области и прокуратура Ленинского округа. Как сказал корреспонденту ФЗГ помощник прокурора Антон Чернов, «Автоном» уже своим оформлением вызвал у надзорного органа подозрение: «Например, на обложках – молодые люди на фоне огня или с факелами, готовые что-то пожечь». Тексты еще больше насторожили. «Но то, что они экстремистские, признали не мы, а специалисты – в рамках проверки было назначено психолого-лингвистическое исследование, его проводил Уральский центр судебной экспертизы Министерства юстиции». Эксперты усмотрели в пяти статьях, опубликованных в разные годы, «признаки направленности на оправдание терроризма». К примеру, в материале «Ваня. Записки подельника» (№ 32 за 2011 год) оправдываются, по их мнению, насильственные действия в отношении праворадикалов». Самые серьезные претензии предъявлены статье под названием «Об анархизме и насилии. Месть как важное человеческое право». В ней, полагают лингвисты-психологи, просматривается «оправдание насилия, направленного на любого человека, даже не относящегося к какой-либо группе лиц». Что интересно, автор этого текста, по данным сайта Накануне.RU, бывший замглавы администрации президента РФ Владислав Сурков. Представители «Автономного действия» категорически не согласны с выводами экспертизы и будут оспаривать их в суде. На сайте движения один из его участников Иван Николаев высказался откровенно»: «Иначе как бредовыми, обвинения прокуратуры не назовёшь. Сейчас, конечно, модно навешивать ярлык «терроризм» на всё, что не нравится власти. Но не до такой же степени». «Автономное действие», пишет активист-анархист, напротив, призывает к тому, чтобы насилия в обществе было как можно меньше. «Но если насильственные действия по отношению к неонацистам – это «терроризм», то давайте судить всех ветеранов, изымать из библиотек все книжки про Великую Отечественную войну, в которых содержатся лозунги типа «Смерть фашистам». Нелепым представляется Ивану запрет на «положительное отношение к тому, что негативно оценивается обществом». «У нас теперь нельзя хорошо относиться к тому, что не нравится большинству? Все обязаны ходить строем?». И в остальных материалах, признанных экстремистскими, по мнению Николаева, «экстремизма не больше, чем в работах философов 19-20 веков». Тем не менее, Ленинский райсуд Тюмени полностью согласился с мнением прокуратуры, удовлетворив ее требования. Если «Автономному действию» не удастся отменить это судебное решение, все публикации, попавшие в опалу, будут включены в Федеральный список экстремистских материалов.

НОЯБРЬ, 29
Газета «Семилукский вестник»
В Воронежской области иски о защите чести, достоинства и деловой репутации поданы к издательскому дому, выпускающему городскую газету «Семилукский вестник». Первый иск подан в Семилукский районный суд депутатом местного райсовета Алексеем Прочановым. Истец утверждает, что в мае нынешнего года в газете «Семилукский вестник» (учредитель и издатель – ООО «Издательский дом «Семилуки») в статье «Яубайс с поддельной водкой» о нем сообщаются недостоверные и порочащие сведения. Алексей Прочанов, в частности, считает оскорбительным сравнение его с «оборотнем», а также требует опровергнуть фразы: «при нем началось разрушение семилукского спорта» и «готовил народную собственность к массовой приватизации, которая, как известно, закончилась ограблением». Второй иск был подан в Арбитражный суд Воронежской области автономным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». В статье «Продажная власть», вышедшей в «Семилукском вестнике» в августе 2013 года, утверждается, что учреждение арендует в торговом центре площадь в 500 кв. м за 21 млн рублей в год. Истец утверждает, что сумма арендной платы, указанная в тексте статьи, завышена в 10 раз. Также истца не устраивают выводы автора статьи о коррупционной составляющей при назначении арендной платы «нашими чиновниками». В качестве исковых требований указаны публикация опровержения и компенсация репутационного вреда в размере 100 тыс. рублей. Интересы ответчика в судебных процессах представляет юрист Центра защиты прав СМИ Екатерина Михеева.

НОЯБРЬ, 30
Илле Иванов
В Верховном суде Чувашии состоялось рассмотрение апелляционных жалоб по делу Илле Иванова, осужденного за написание «экстремистской» статьи в защиту чувашского языка. И. Иванов, его адвокат Николай Столбов и защитник Борис Чиндыков попытались приобщить к делу новые материалы, в том числе исследование экспертов из московской «Лаборатории прикладной лингвистики». Оказывается, независимые эксперты не нашли никаких признаков экстремизма в статье «Покажи мне свой язык, и я скажу - кто ты», авторство которой вменяется Иванову. Кроме того, специалисты «Лаборатории прикладной лингвистики» указали на «существенные методологические ошибки» в экспертизах, на которых строилось обвинение против Иванова. Речь идет о заключениях Евгении Григорьевой и Светланы Велиевой из Чувашской лаборатории судебных экспертиз Минюста РФ, Екатерины Палеха и Роксаны Галиевой из Казанского межрегионального центра экспертиз, а также проректора Московского исламского университета Петра Чуприкова. Суд, однако, отказался исследовать эти и другие материалы, подготовленные защитой. Поводом для такого решения послужило то обстоятельство, что дополнения к жалобам поступили менее чем за пять суток до судебного заседания. Защита Иванова попыталась на других основаниях приобщить к делу результаты экспертизы, но суд остался непреклонен. Суд отклонил и все остальные ходатайства защиты, в том числе просьбу о вызове и допросе ряда специалистов и свидетелей. Попытка стороны Иванова заявить отвод судье Владимиру Селиванову и гособвинителю Ирине Герасимовой также осталась безрезультатной. Последним доводом защиты стало заявление о том, что дело Иванова является политическим, а потому апелляцию должен рассматривать Верховный суд любого другого субъекта РФ. Но и это предложение не нашло понимания у суда. Заседание в Верховном суде ЧР длилось около шести часов. В итоге судебная коллегия оставила без внимания все аргументы защиты в пользу того, что дело Иванова должно быть пересмотрено. Статья «Покажи мне свой язык, и я скажу - кто ты», автором которой признали Иванова, была опубликована в газете «Взятка» весной 2011 года. Более чем через год материал, посвященный бедственному положению чувашского языка в республике, объявили экстремистским. В октябре 2013 года Моргаушский районный суд признал Илле Иванова виновным в разжигании межнациональной розни и приговорил к 100 часам обязательных работ. В связи с истечением срока давности 58-летний журналист сразу же был освобожден от наказания (см. монитор за август 2012 года, май, октябрь 2013 года).

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни