Результаты мониторинга
5 Ноября 2013 года

Результаты мониторинга ФЗГ – октябрь 2013

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 13 (Михаил Карякин, независимый журналист, Нижний Новгород; Светлана Викарий, независимая журналистка, Калининградская область; Тимур Олевский, корреспондент телеканала «Дождь», Павел Никулин, журналист «Русской планеты», оба – Москва; Сергей Соколов, заместитель главного редактора «Новой газеты», Москва; Андрей Новичков, журналист «Граней.Ру», Москва; съемочная группа ГТРК «Курган», Курган; Николай Эппле, журналист газеты «Ведомости», Москва; съемочная группа телеканала LifeNews, Москва; Сергей Резник, корреспондент газеты «Южный федеральный», Ростов-на-Дону; Максим Новиков, независимый журналист, Тверь; Тайир Ачитаев, корреспондент хакасской редакции «Комсомольской правды», Абакан; Эдвальд Юнгблюд, звукорежиссер телеканала РТС, Абакан)

Нападения на редакции, телецентры – 1 (газета «Московский комсомолец», Москва).

Попытки цензуры – 1 (газета «Наша Версия», Саратов)

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 3 (Сергей Резник, корреспондент газеты «Южный федеральный», Ростов-на-Дону; Павел Никулин, журналист «Русской планеты», Москва; ИА «Ура.ru», Екатеринбург).

Увольнение редактора, журналиста – ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 13 (Фехим Таштекин, корреспондент газеты «Радикал», Турция – в Краснодарском крае; Дмитрий Зыков, корреспондент «Грани.Ру», Москва; съемочная группа ТК «ТелеТула», Тула; Евгений Бунтман, корреспондент радиостанции «Эхо Москвы», Алексей Горбачев, корреспондент «Независимой газеты», Петр Пархоменко, редактор радиостанции «Коммерсант FM», все – Москва; Анатолий Бузинский, корреспондента телеканала «Дождь», Санкт-Петербург; сотрудники ЧГТРК «Грозный» - в Шереметьево, Московская область; Алина Гребнева, корреспондент радио «Эхо Москвы», Москва; съемочная группа портала НеСекретно, Пермский край; съемочная группа телеканала «Урал-Информ ТВ», Пермский край; Игорь Зубов, независимый журналист, Санкт-Петербург; Сергей Жигалин, журналист издания «Итоги74», и Станислав Вахрушев, редактор издания «Итоги74», оба - Челябинск).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 8

на сумму 5 120 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 7 удовлетворено – 2 взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 25 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 27

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 3 (Олег Котин, главный редактор газеты «Время культуры» Воронеж; съемочная группа телеканала LifeNews, Москва; Владислав Мурашов, внештатный корреспондент «Волоколамской недели» и руководитель информационного портала «Ламаград», Московская область).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 1 (телепрограмма «Господин хороший», Москва).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 2 (журнал «Охота», Москва – в Смоленске; газета «Точикони Россия», в Москве).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 6 (сайты ecmo.ru, dmp-skhodnya.info, gshimki.ru; Twitter издательского дома «Аргументы и факты»; сайт «НовоТомск»; сайт ЗАКС.Ру).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 5 (компьютер телерадиокомпании «Кунгур», Пермский край; айпад Тимура Олевского, корреспондента телеканала «Дождь», Москва; видеокамера ГТРК «Курган», Курган»; съемочная группа телеканала LifeNews, Москва видеокамера съемочной группы телеканала LifeNews, Москва; видеокамера телеканала «Т-7», Пермь).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 36

ОКТЯБРЬ, 1
Сайт «Коммерсантъ»
Двух сотрудниц сайта «Коммерсантъ» за несоблюдение этических норм при написании новостей о Путине и Навальном поспешно уволили. Опубликованные цитаты Пескова носили сугубо конфиденциальный характер. Они были искажены и поэтому модератор сайта их удалил. Руководитель Академии журналистики «Коммерсанта» Андрей Колесников разъяснил причину увольнения редакторов издания. Перед прочтением лекции студентам о новостных ресурсах пресс-секретарь главы державы Песков предупредил слушателей аудитории о закрытом формате встречи, неправомерности разглашения информации. Две сотрудницы «Коммерсанта» исказили, извратили слова Пескова, опубликовав новости на сайте. Материал с ошибками и неаутентичными цитатами изъят из публичного доступа. Редакторы, не выполнившие условия формата «off the record», уволены. В опубликованных редакторами новостях относительно Путина и Навального сенсационного и предосудительного не было. Дмитрий Песков обнародовал общеизвестные факты с акцентами на сиюминутную политическую ситуацию, применив правила рекламы и пиара на примерах известных личностей. В любом учебнике журналистики можно прочитать об общепринятых рекомендациях, мировых тенденциях и доказанных учеными закономерностях.

ОКТЯБРЬ, 1
Светлана Викарий
Жители поселка Калужское (Калининградская область) избили журналистку Светлану Викарий. Им не понравилась ее повесть «Вот моя деревня», в которой женщина, переехавшая в деревню, чтобы поглубже окунуться в быт сельчан, детально описала их жизнь. Светлана Викарий рассказала, еще за пару часов до нападения несколько селян забегали к ней во двор по одному – с упреками. Дескать, зачем ты, теть Свет, про нас так плохо написала? Писательница пыталась что-то рассказывать про теорию литературы, авторский замысел и эволюцию персонажа, но собеседники только отмахивались и уходили, чтобы уступить место следующему жалобщику. А потом случился вечерний «бунт», когда одна из «героинь» несколько раз ударила С. Викарий по лицу. «Я стукнулась головой о забор, кто-то оттащил нападавшую. Потом появился другой персонаж, с двумя палками, стал ими размахивать», - говорит пострадавшая. Встреча закончилась для Светланы Викарий сотрясением мозга. Могло быть и хуже, рассказывает она, если бы не удалось сбежать от взбешенных «персонажей» в дом. Полиция уже начал разбирательство по факту избиения, но итоги следствия кажутся туманными: на одной стороне всеми покинутая писательница, на другой – 20 свидетелей, готовых присягнуть, что Викарий сама билась головой об забор.

ОКТЯБРЬ, 1
Телепрограмма «Господин хороший»
Производитель телепрограммы «Господин хороший», известной сатирическими стихами в исполнении актера Михаила Ефремова, принял решение закрыть проект, сообщает Би-би-си со ссылкой на генерального директора телеканала «Дождь» Наталью Синдееву, которая, в свою очередь, ссылается на исполнительного продюсера проекта Юрия Кацмана. «Производитель программы «ИП Васильев Андрей Витальевич» (сторона по договору с телеканалом) прекращает производство, в связи с тем, что «Михаил Прохоров больше не будет их финансировать». Жаль, у программы были неплохие цифры», - написала Синдеева в Facebook. Сатирическое ток-шоу с музыкальными и поэтическими номерами выходило на «Дожде» с марта 2013 года. Над ним работали журналист и продюсер Андрей Васильев, поэты Дмитрий Быков и Орлуша. Помимо Ефремова, стихи и песни на злободневные темы в шоу исполнял рэпер Вася Обломов.

ОКТЯБРЬ, 1
ИА «Диалог»
Утром интернет-провайдер «ПиН-Телеком» оставил редакцию информационного агентства «Диалог» (Санкт-Петербупг) без доступа к интернету. В качестве уведомления компания прислала релиз с намеком на то, что «ПиН-Телеком» пережил рейдерский захват. О ЧП рассказал шеф-редактор ИА «Диалог» Василий Романов. Интернет в редакции информагентства отключили утром 1 октября. В это же время пришел релиз интернет-провайдера «Пин-Телеком», уведомляющий о том, что в понедельник 30 сентября «почти каждое седьмое домохозяйство осталось без услуг связи – Интернета, телефонии или телевидения». Поняв, что отсутствие Интернета – не кратковременная техническая неполадка, сотрудники «Диалога» «перенести» редакцию домой к шеф-редактору интернет-СМИ Василию Романову. «Понятно, что сейчас у нас главная трудность – это доступ в Интернет, - пояснил он Лениздат.Ру. - К тому же, система записи наших спикеров, которой мы пользуемся в обычном режиме, также действует через Интернет: у нас есть определенный портал, система IP-телефонии, с помощью которой мы работаем. Сейчас мы этого лишены, поэтому пока у нас выходит несколько меньше комментариев и собственных эксклюзивных новостей. Сегодня мы работаем, например, из моей квартиры». Свой следующий рабочий день редакция также проведет в «домашнем режиме». При этом главред «Диалога» подчеркнул, что если до 2 октября интернет в редакции не будет восстановлен, портал сменит провайдера.

ОКТЯБРЬ, 1
ВГТРК
Воронежский областной суд отменил решение первой судебной инстанции о взыскании с ВГТРК, ее журналистов и управления Госнаркоконтроля 300 тыс. рублей. В октябре 2012 года в воронежском эфире телеканала «Россия» был показан сюжет, рассказывающий о деятельности местного управления Госнаркоконтроля. В нем, в частности, говорилось о раскрытии одного преступления, связанного с торговлей маком. В сюжете, снятом съемочной группой ГТРК «Воронеж» (филиала ВГТРК), был показан Александр Полухин, глава семьи, находящейся под следствием, и частный дом, где эта семья проживает. Весной этого года Александр Полухин и еще двое членов его семьи подали иск о защите чести и достоинства к ГТРК «Воронеж», трем журналистам съемочной группы, управлению Госнарконтроля и его сотрудникам, выступавшим в ходе сюжета. Центральный районный суд Воронежа частично удовлетворил иск, признав распространенные сведения недостоверными и порочащими. С телекомпании, управления Госнаркоконтроля и участников съемочной группы было взыскано в общей сложности 300 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда (см. монитор за август 2013 года). Ответчики, не согласные с судебным решением, обратились за юридической помощью в Центр защиты прав СМИ. 1 октября состоялось рассмотрение апелляционной жалобы, в результате которого Воронежский областной суд отменил решение первой судебной инстанции и вынес новое – отказать истцу в требованиях в полном объеме.

ОКТЯБРЬ, 1
Фехим Таштекин
В аэропорту Сочи (Краснодарский край) трое суток провел в качестве задержанного турецкий журналист Фехим Таштекин, который прибыл туда, чтобы, перебравшись в Сухум, участвовать в праздновании 20-летия независимости Республики Абхазия. Как ему объяснили пограничники, на него наложено наказание сроком на пять лет, в течение которых он не будет допущен на территорию РФ. Обратно в Стамбул журналист был отправлен «первым же рейсом» лишь 30 сентября утром. Как рассказал Натпресс представитель международной организации «Патриоты Черкесии» Аднан Хуаде, журналист, сидя в заточении, где, кстати сказать, в течение первых 22 часов пребывания ему отказывали в воде и пище, написал статью для газеты «Радикал», в которой работает. В материале он изложил то, что с ним произошло, а также поделился своими соображениями по поводу причины задержания. По словам Хуаде, у журналиста имелось официальное приглашение из Абхазии. И когда весть о пленнике дошла до чиновников пригласившей стороны, за его освобождение принялся министр иностранных дел республики Вячеслав Чирикба, который провел переговоры с представителями МИД РФ. Пыталась оказать воздействие на МИД РФ и генеральный консул Турецкой Республики в Новороссийске Бесте Пехлеван Сун. Однако эти усилия не дали никакого результата. «Нужно пояснить, - отметил собеседник Натпресс, - что задержанный журналист, не черкес, но у него жена черкешенка. А в газете он ведет именно кавказское направление. Естественно, что ему приходится освещать также позицию черкесских организаций, которые выступают против Олимпиады Сочи-2014 на основании того, что Сочи – последняя столица уничтоженного российскими войсками в XIX веке черкесского государства и его территория полита кровью народа, подвергнутого геноциду». Только этот аспект деятельности, по мнению Таштекина, мог послужить причиной его задержания на границе. «Все три дня, пока журналист содержался под стражей, в социальных сетях шло бурное обсуждение инцидента, - дополнил свое повествование Аднан Хуаде. - Кроме того, у Российского консульства в Стамбуле черкесы Турции провели акцию протеста».

ОКТЯБРЬ, 2
«Век.ру»
Издание «Век.ру» направило начальнику управления общественных связей и коммуникаций компании «Еврохим» (Москва) Владимиру Торину вопросы по поводу решения экологических проблем после покупки холдингом Астраханской нефтегазовой компании. Цитируем их дословно: «1. Каким образом собирается «Еврохим» очищать добываемый газ и нефть на Астраханском нефтегазовом месторождении? Строить свой завод по очистке газа или использовать мощности Газпрома? 2. Как намерена компания решать вопрос об увеличении квот на выброс вредных веществ, если уже в мае этого года представители Газпрома сообщили, что их завод выбрал вообще все областные квоты на выброс в атмоферу? 3. Как будет решаться вопрос о реализации серы? Насколько известно, пока даже Газпром не решил этот вопрос, и сегодня на их площадках хранится открытым способом несколько миллионов тонн насыпной серы, что само по себе является серьезной экологической проблемой». Вопросыостались без ответа.

ОКТЯБРЬ, 3
ТК «ТелеТула»
Съемочную группу тульского Интернет-ТВ задержали за нелегальную съемку в колонии сюжета о погибшем заключенном. Как стало известно ИА «Тульская пресса», инцидент с журналистами ТК «ТелеТула» произошел на территории ФКУ КП-8. Ранее журналисты ТК «ТелеТула» обратились в УФСИН России по Тульской области за разрешением на посещение колонии-поселения для подготовки материала о смерти в апреле 2013 года одного из осужденных. «Руководство УФСИН, рассмотрев это обращение, в соответствии с законом РФ «О СМИ» уведомило редакцию об отсрочке предоставления информации до окончания судебного процесса по уголовному делу, возбужденному в связи с этим происшествием. Тем не менее, съемочная группа ТК «ТелеТула» попыталась самовольно произвести съемку ФКУ КП-8, не получив разрешения руководства Управления или колонии-поселения», - сообщили в пресс-службе УФСИН России по Тульской области. Не секрет, что колонии являются режимными объектами. В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом РФ ст.24.ч.3 кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания. В пресс-службе тульского УФСИН России заявили: «Переговорив с журналисткой, начальник колонии убедился, что она в силу своей неопытности стала жертвой недоразумения и ответственность лежит не на ней, а на руководстве ТК «ТелеТула». Как выяснило ИА «Тульская пресса», в связи с этим происшествием руководство Управления ФСИН России будет вынуждено обратиться в компетентные органы для привлечения ТК«ТелеТула» к ответственности.

ОКТЯБРЬ, 3
Интернет
Международная неправительственная организация Freedom House опубликовала глобальный обзор и сопровождающий его рейтинг свободы Интернета в мире 2013 года. Исследование основано на методологии экспертных оценок. Информацию для проекта собирают как зарубежные корреспонденты, так и консультанты Freedom House. Используются также данные различных международных организаций, правительственные отчеты, информация местных и международных СМИ. Приоритет проекта сфокусирован на свободе распространения общественно значимой информации, а также защите прав пользователей на неприкосновенность частной жизни и свободе от юридических и внесудебных последствий, вытекающих из их деятельности в Интернете. В то же время авторы исследования признают, что в некоторых случаях свобода слова и доступ к информации в Интернете могут быть законно ограничены. Стандарт для таких ограничений подразумевает их реализацию только в строго определенных обстоятельствах, в соответствии с международными стандартами прав человека, верховенства закона, принципов необходимости и соразмерности. Выводы о состоянии свободы Интернета специалисты организации делают на основе оценки таких критериев, как свобода распространения информации в Сети, формы цензуры и самоцензуры, законодательные ограничения, степень правительственного контроля над Интернетом и его разновидности, условия деятельности интернет-журналистов в стране, случаи применения насилия по отношению к интернет-активистам, нарушения прав интернет-пользователей, и так далее. В новом докладе оценивается ситуация со свободой Интернета, сложившаяся в 60 государствах. Все они разделены на три условные группы – со «свободным», «частично свободным» и «несвободным» Интернетом. В рейтинге свободы Интернета 2013 года первое место заняла Исландия. В пятерку лидеров также вошли: Эстония, Германия и Соединенные Штаты, Австралия. Хуже всего интернет-свободой дела обстоят в Эфиопии, Сирии, Китае и Кубе, а также Иране, который занял последнее место. Россия заняла 41 из 60 мест в нынешнем рейтинге, опустившись за минувший год сразу на десять позиций. Эксперты Freedom House оценили Россию как страну с «частично свободным» Интернетом. Соседями России по рейтингу оказались Венесуэла и Зимбабве. Организация указывает на несколько факторов, повлиявших на значительное снижение рейтинга России. Среди них: закон о внесудебной процедуре блокирования вебсайтов с вредной для детей информацией, 60-процентный рост числа материалов, запрещенных Министерством юстиции как экстремистских, возвращение в Уголовный кодекс ответственности за клевету, а также рост случаев уголовного преследования интернет-активистов почти в три раза. Ниже России по уровню свободы Интернета в рейтинге расположились 19 стран. Среди них, в частности, Казахстан, Беларусь и Узбекистан. Все остальные государства бывшего СССР имеют более свободный, чем в России, Интернет.

ОКТЯБРЬ, 4
Все СМИ
В Москве у здания Госдумы задержаны активисты «Другой России» и журналисты. Активисты утром пришли к зданию Госдумы с баннером «Не забудем, не простим!» в годовщину расстрела парламента и призвали к бойкоту выборов. Об этом сообщает член исполкома «Другой России» Александр Аверин в своем микроблоге в Twitter. «Возле Госдумы задержаны шестеро активистов «Другой России», вышедших туда с растяжкой «Не забудем, не простим!». В ОВД «Тверское» доставили также фотографов, снимавших акцию у Госдумы. Сотрудники ФСО заставили их удалить фотографии», - пишет Аверин.

ОКТЯБРЬ, 4
Телерадиокомпания «Кунгур»
Представители телерадиокомпании «Кунгур» (Пермский край) выразили оперуполномоченному уголовного розыска капитану полиции Сергею Попову благодарность за оперативное раскрытие преступления и профессионализм. Несколько недель назад из кабинета редакции при неизвестных обстоятельствах пропал ноутбук. Журналисты обратились за помощью в полицию. Кража компьютера была раскрыта в кратчайшие сроки, благодаря грамотной и кропотливой работе оперуполномоченного Сергея Попова. Личность подозреваемого установлена, похищенное имущество изъято. В торжественной обстановке член Общественного совета при Межмуниципальном отделе МВД России «Кунгурский» Андрей Слащев от лица телерадиокомпании вручил капитану Попову благодарственное письмо.

изъятие компьютера

ОКТЯБРЬ, 4
ИА «Росбалт»
Стало известно о намерении Роскомнадзора лишить статуса СМИ одно из крупных информационных агентств страны – «Росбалт». Повод – вынесенные ранее два предупреждения, которые в настоящее время оспариваются редакцией в судебном порядке. Как уточняет пресс-служба Роскомнадзора, исковое заявление об аннулировании свидетельства о регистрации СМИ в отношении ИА «Росбалт» подано в связи с неоднократным размещением материалов, содержащих нецензурную брань. По поводу двух таких случаев ранее были вынесены официальные предупреждения, поэтому ведомство имело законное право на обращение в суд. Вот только кому будет легче, если крупное информационное агентство лишат статуса СМИ? Особенно если учитывать тот факт, что нецензурная брань содержалась не в собственных материалах агентства, а звучала в видеороликах, взятых с сервиса youtube. Более того, редакция в обоих случаях удаляла вызвавший недовольство чиновников контент по первому требованию. Можно, разумеется, обсуждать, не стоило ли «Росбалту» отредактировать видеоролики, прежде чем публиковать их на собственном сайте. То есть «запикать» – как делают многие другие СМИ, в том числе крупные телевизионные каналы. Ситуация сложилась патовая. Роскомнадзор, похоже, не намерен отступать. «Росбалт» намерен бороться до конца, оспаривая как сами предупреждения, так и иск об аннулировании свидетельства о регистрации СМИ. Диву даешься, сколько сил прилагают чиновники на борьбу с теми самыми средствами массовой информации, которые противостоят потоку насилия и экстремизма в информационном пространстве.

ОКТЯБРЬ, 4
Олег Котин
Главный редактор воронежской газеты «Время культуры» Олег Котин обратился в правоохранительные органы с заявлением о поступивших в его адрес угрозах со стороны сына директора Воронежского театра оперы и балета Максима Непомнящего. Он пояснил, что «послание» было передано ему через сотрудника театра. «Вот, пришел некоторое время назад работник театра оперы и балета, говорит: я с посланием. Максим Непомнящий (сын директора театра) велел передать тебе следующее: скажи этому .трам-пам-пам...чтобы он теперь опасался по улицам вечером ходить. Я столь открытую и откровенную угрозу переправил в правоохранительные органы, написал заявление, как они и попросили. Нет, этот театр оперы без опера неполон», – написал Олег Котин на своей странице в Facebook. Он также считает, что поступившие угрозы вызваны опубликованным ранее во «Времени культуры» критическим материалом в отношении театра. Господин Котин опубликовал во «Времени культуры» критический материал «Мрак в опере». В статье он предъявил аргументы – начиная от слабости репертуара и заканчивая сомнениями в чистоте финансовых операций. Журналист не преминул напомнить также, что ключевые административные должности в театре занимают сын и жена господина Непомнящего. Кстати, на прошлой неделе ситуацией заинтересовались и воронежские власти. Департамент культуры и архивного дела Воронежской области принял решение о формировании рабочей группы, которая подготовит концепцию развития государственного театра оперы и балета на «ближайшую и дальнейшую перспективу». Правда, о том, кто войдет в рабочую группу и чем конкретно она займется, пока не сообщается. Руководитель ведомства Елена Ищенко отмечает лишь, что «в театре сейчас накопилось немало проблем».

ОКТЯБРЬ, 4
ИА «Высота 102»
Отдел полиции №6 Волгограда отказал в возбуждении уголовного дела в отношении мужчины, подозреваемого в попытке препятствования (с применением силы) деятельности внештатного корреспондента ИА «Высота 102» на территории избирательного участка в день выборов 8 сентября. По мнению полиции, само событие преступления отсутствовало. В своем постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела капитан полиции Е. Феоктистов признал, что «мужчина крепкого телосложения, который пытался взять видеокамеру у корреспондента» - из окружения первого заместителя председателя правительства Волгоградской области Роланда Херианова. В документе говорится, что корреспондент «начал производить видеосъемку беседы гр. Херианова и председателя избирательной комиссии, в процессе съемки к нему подошел ранее незнакомый мужчина, спросил у него, что он снимает, поинтересовался, имеются ли полномочия для проведения видеосъемки, на что корреспондент ответил положительно. После этого мужчина обхватил его за плечи и пытался взять камеру, в это время у корреспондента упали очки… после чего незнакомый мужчина отошел от него и вмести с Хериановым сел в автомобиль «Мерседес» белого цвета, затем они уехали».

ОКТЯБРЬ, 4
Дмитрий Зыков
В Москве на акции «Альянса защитников животных» у Госдумы был жестко задержан корреспондент «Граней» Дмитрий Зыков. Двое активистов приковались к ограде и развернули транспарант у входа в Думу. К ним сразу же подбежали сотрудники ФСО в касках и бронежилетах, оба участника акции задержаны. Корреспондент «Граней» сразу же показал журналистское удостоверение, однако его уложили лицом на асфальт, сильно заломили руки за спиной и надели наручники. Задержан также снимавший акцию фотограф. Зыкова отпустили после того, как редакция подтвердила по телефону, что он был на журналистском задании. Он рассказал: «Сегодня я снимал несанкционированную акцию зоозащитников у Госдумы. Они развернули растяжку, приковались к забору Думы и зажгли дымовые шашки. Из Думы выбежали сотрудники Федеральной службы охраны в бронежилетах и касках. Первое, что я им сказал, - «Я журналист». И показал редакционное удостоверение. Несколько сотрудников ФСО подбежали ко мне, отобрали удостоверение. У меня вырвали камеру, положили лицом на землю и стали заламывать руки. Было очень больно, я закричал. Мне закрыли рот рукой. После этого мне надели наручники и поставили лицом к стене Думы. Ко мне подошел сотрудник в штатском. Судя по всему, он был тут главный. Я напомнил ему о статье 144 Уголовного кодекса «Воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов», а он мне сказал: «Будешь снимать такие акции - жизнь себе испортишь. Тебя после этого не пустят, не аккредитуют снимать в Кремль, в Думу. Тебе это надо? На работу тебя никуда не возьмут. На тебя папка будет, досье. Удали видео, а мы твое имя не будем в отчет вставлять. Ты не попадешь в списки». Я сделал вид, что удалил снятое видео с камеры»...

ОКТЯБРЬ, 4-6
Все СМИ
В Кишиневе (Республика Молдова) под эгидой Международной федерация журналистов 4-6 октября прошла рабочая встреча «За безопасность, права и независимые стандарты для журналистов постсоветского пространства». В ней участвовали представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы, России и Украины, выступившие с докладами о нарушениях прав журналистов и масс-медиа на территории этих стран. Обсуждались способы защиты сотрудников СМИ, в том числе юридической, особое внимание было уделено борьбе с характерной для большинства стран бывшего Советского Союза безнаказанностью, которой пользуются враги свободной прессы. Шла речь и о координации действий журналистов в защиту пострадавших коллег. По поводу ситуации в России были отмечены следующие тенденции: число убийств журналистов не увеличивается, однако они не прекращаются; правоохранительные органы проявляют неспособность либо нежелание привлечь к ответственности и осудить виновных в нападениях на журналистов; увеличивается количества угроз, предшествующим нападениям, и отсутствует реакции правоохранителей на эти преступления, что ведет к безнаказанности преступников и провоцирует новые инциденты; накануне выборов начинается быстрый рост количества нарушений прав журналистов и СМИ; не прекращаются попытки введения цензуры, особенно – в районных изданиях; продолжаются задержания журналистов, освещающих протестные акции или незаконные действия властей; незаконные увольнения редакторов в регионах; увеличение количества DDoS-атак на независимые интернет-издания; уголовное преследование журналистов по «антиэкстремистской» 282 статье УК РФ. По инициативе белорусских коллег было принято обращение с требованием освобождения журналистов, освещавших акцию активистов Greenpeace возле нефтяной платформы в Баренцевом море. В документе говорится: «Мы, участники рабочей встречи «За безопасность, права и независимые стандарты для журналистов постсоветского пространства», крайне обеспокоены арестом журналистов Дениса Синякова и Кьерона Бриана, выполнявших свою работу. Мы считаем серьезной угрозой свободе слова ситуации, когда фотографов задерживают вместе с участниками акций, лишают аппаратуры и подвергают уголовному преследованию за профессиональную деятельность. Фиксируя события, фотограф не несет ответственности за них, даже если происходящее не нравится властям. Требуем немедленного освобождения наших коллег и снятия с них всех обвинений». Обращение подписали: Оливер Мани-Кёрл, Эдриан Коллин (Международная федерация журналистов); Мушфик Аласгарли, Назакет Агаева (Профсоюз журналистов Азербайджана); Седа Степанян, Астгик Геворгян (Союз журналистов Армении); Андрей Бастунец, Ольга Бабак, Андрей Кликунов (Белорусская Ассоциация журналистов); Звиад Почкхуа, Евгений Джокидзе (Независимая Ассоциация журналистов Грузии); Петру Богату, Антонина Сирбу, Валериу Сахарняну, Мария Сахарняну, Андриан Адам, Александрина Переу, Виктория Борта (Союз журналистов Молдовы); Светлана Свистунова (Союз журналистов России); Борис Тимошенко (Фонд защиты гласности); Оксана Винничук, Ольга Падирякова (Независимый медиа-профсоюз Украины). На встрече также рассматривался вопрос о способах юридической защиты журналистов. О национальных и международных механизмах такой защиты рассказала сотрудник Воронежского Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова. В дальнейшем встречи, посвященные вопросам безопасности, прав и независимости журналистов, предполагается сделать регулярными. В частности, следующая акция пройдет в Киеве в конце ноября 2013 года.

ОКТЯБРЬ, 6
Михаил Карякин
В Нижнем Новгороде жестоко избит оппозиционный журналист Михаил Карякин. Он госпитализирован с тяжелыми травмами головы. Неизвестные преступники напали на журналиста, активиста Нижегородского гражданского движения Михаила Карякина недалеко от его дома. По информации правозащитников, он госпитализирован в нейрохирургическое отделение больницы с двойным переломом челюсти и травмой черепной коробки. В последнее время Михаил Карякин сотрудничал с Комитетом против пыток. Для правозащитников он готовил фильм по методике общественного расследования пыток и других грубых нарушений прав человека. В связи с нападением возбуждено уголовное дело, полицейскими проводятся следственные действия. В частности, изъята информация с камер наблюдения ближайшего кафе, - сообщили в ГУ МВД по Нижегородской области.

ОКТЯБРЬ, 7
Сергей Резник
Управление Следственного комитета РФ по Ростовской области возбудило уже пятое по счету уголовное дело в отношении известного журналиста и блогера Сергея Резника. Заявление в следственный комитет написал бывший заместитель прокурора Ростовской области Роман Климов. Ранее он, возглавляя жилищную комиссию прокуратуры области, надумал приобрести себе элитное жилье за казенный счет и получил порцию критики от Сергея Резника. Впрочем, журналист критиковал зампрокурора не только за это, но и по другим поводам, причем достаточно резко. Как сказано в постановлении о возбуждении уголовного дела, с февраля 2012 года по сентябрь 2013 года Сергей Резник в своем блоге в LiveJournal неоднократно публично оскорблял являвшегося в тот период представителем власти Романа Климова в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, унижал его честь и достоинство в неприличной форме, формируя у неопределенного круга лиц негативный образ зампрокурора. В качестве доказательства приводятся допущенные журналистом «оскорбления»: «тракторист», «прокурор-тракторист», «тракторист-аферист», «прохвост». Уголовное дело в отношении Резника возбуждено следователем по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел Управления Следственного комитета РФ по Ростовской области. И пока ростовские особо важные следователи заняты «преступными деяниями» журналистов, расследования дел в отношении убийц, мошенников, казнокрадов и прочих коррупционеров нередко затягивается на годы.

ОКТЯБРЬ, 7
Журнал «Охота»
Сентябрьский номер журнала «Охота», посвященный охотничьим собакам, не попал в розничную продажу. Оказалось, что весь тираж арестован на смоленской таможне ее начальником В. Князевым. В качестве повода для возбуждения дела таможня выдвигает версию, что журналы «Охота» якобы ввезены в Россию без разрешения правообладателя. Было ли это личное его решение, или чей-то заказ свыше, узнать не удалось.

ОКТЯБРЬ, 7
Анна Политковская
Семь лет назад убили обозревателя «Новой газеты» Анну Политковскую – она была расстреляна в лифте в подъезде своего дома на улице Лесная в Москве. В годовщину ее гибели состоялось открытие мемориальной доски на здании редакции «Новой газеты» в Потаповском переулке. Выполненная из бронзы, она представляет собой три блокнотных листа, в верхней части - портрет Анны Степановны и текст: «Обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская до своей трагической гибели работала в этом здании с 1999 по 2006 год». Авторы работы - выпускник Суриковского училища скульптор Иван Балашов и выпускник МАРХИ архитектор Петр Козлов, победившие в творческом конкурсе. Расследование убийства А. Политковской продолжается. В Москве проходит третий судебный процесс над предполагаемыми убийцами. Судят бывшего оперуполномоченного Управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ Сергея Хаджикурбанова, троих братьев Махмудовых, их родственника Лом-Али Гайтукаева. Другой фигурант дела, бывший начальник 4 отдела Оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков, заключивший ранее сделку со следствием и давший показания против соучастников, приговорен к 11 годам лишения свободы. Заказчики преступления не установлены. На открытие памятной доски пришли журналисты, правозащитники, друзья и родственники погибшей. Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов объяснил, почему мемориальная доска находится в Потаповском переулке: «Вот, в 50 метрах, если пройти по Потаповскому, сидит тот офицер спецслужб, который выдал организаторам преступления ее адрес. А в 80 метрах отсюда - то кафе, в котором организаторы убийства планировали, как его совершить. А здесь на углу когда-то стояли топтуны, которые следили за Аней. Здесь же стоял сине-зеленый, с затемненными стеклами фургон, в котором сидели будущие убийцы. Зло было все время рядом. Пыхтело, ворочалось, курило, слушало в салоне «жигулей» свой шансон. А Аня и мы не обращали на зло достаточного внимания. Тому была причина, сформулированная самой Политковской: «Защищать саму себя невозможно. Намного легче защищать других». Вот она других и защищала»... Редакция «Новой» продолжает собственное расследование. «Мы не можем говорить о его прекращении до тех пор, пока все, причастные к этому преступлению, не будут установлены, найдены и привлечены к ответственности», - сообщила руководитель пресс-службы этого издания Надежда Прусенкова. До 7 октября 2013 года имя Политковской можно было найти в названиях улиц, площадей и парков Рима, Тбилиси, Парижа, Милана, Брюсселя, других городов в разных странах. «Наконец, и Россия вступила в мировое сообщество помнящих Политковскую, - сказал президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. – Память о Политковской живет независимо от этой доски. Здесь остались ее товарищи, и нам предстоит выполнить то, что она нам не завещала - продолжить то дело, которое она делала, и из-за которого она погибла».

ОКТЯБРЬ, 8
«Правда Северо-Запада»
В Архангельске Агентство по печати и СМИ отказало «Правда Северо-Запада» в предоставлении информации о номере диплома заместителя губернатора Алексея Андронова.

ОКТЯБРЬ, 8
Газета «Добрыня»
В Оренбурге полковник Кропоткин обратился в суд с иском к редакции газеты «Добрыня» о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда, указав, что в газете была опубликована статья под названием «Оренбургский полковник нанес ущерб Минобороны на 95 млн. рублей». В ней, по мнению истца, распространены сведения, не соответствующие действительности, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию. В частности, не соответствуют действительности содержащиеся в статье сведения: «Как уточнило ведомство, командир ракетного соединения Кропоткин заключил договор на стоянку железнодорожного состава на путях ракетного соединения. Оплата за аренду военного имущества не предусматривалась. В течение трех лет на железнодорожных путях соединения размещалось более 250 вагонов-рефрижераторов коммерсантов, которые мешали, а порой парализовали работу иного железнодорожного транспорта. Упущенная Минобороны выгода составила 95 млн. рублей. При этом стоимость работ для ремонта железнодорожных путей и расход горючего превысил 330000 рублей. Возбуждено дело по статье «Превышение должностных полномочий», которая предполагает до четырех лет заключения». Представитель ответчика иск не признал. В судебном заседании пояснил, что размещенная в газете статья являлась дословным воспроизведением статьи, размещенной в интернете информационным агентством РИА-Новости. Указанная ссылка в данный первоисточник имелась в статье. Изучив все имеющиеся по делу доказательства, суд в удовлетворении иска Кропоткина к газете «Добрыня» отказал, поскольку в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 57 Закона РФ «О СМИ» определено, что редакция не несет ответственности за распространение сведений, если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства РФ о средствах массовой информации.

ОКТЯБРЬ, 8
РИА Новости
Портал «ИноСМИ»
Медиахолдинг РИА Новости намерен обжаловать в Роскомнадзоре, МВД, Минюсте России и Верховном суде России решение Ленинского районного суда Уфы, в мае нашедшего признаки экстремизма в комментариях на портале «ИноСМИ». Заявление об этом РИА Новости распространили в минувшую пятницу. «Нам очевидно, что в Республике Башкортостан борьба с экстремизмом в Интернете происходит формально и с нарушениями процедур со стороны местных правоохранительных органов», - приводятся в релизе слова главного редактора РИА Новости Светланы Миронюк. В холдинге обещают применить «весь имеющийся в распоряжении агентства административный и юридический инструментарий», чтобы переcмo-тpеть решение и «застpa-xовать себя и коллег от повторения таких ситуаций в будущем». Интернет-проект ИноСМИ.Ru специализируется на переводе значимых материалов зарубежных СМИ на русский язык. Входит в группу сайтов РИА Новости. В базе издания - более 1,3 тыс. иностранных средств массовой информации. Заявление с просьбой признать материалы на «ИноСМИ» экстремистскими в мае направила прокуратура Ленинского района. Как сообщили в прокуратуре республики, ведомство опиралось на материалы Центра по противодействию экстремизму республиканского МВД и заключение Башкирской лаборатории судебной экспертизы Минюста РФ. Экспертиза признала, что три комментария пользователя Morpeh, опубликованные к редакционной заметке на «ИноСМИ» в сентябре прошлого года, создавали «негативный образ ислама и его представителей». Комментарии представляли собой фразы: «Не надо лгать самому себе», «И те и другие недооценивают исламскую угрозу». Третий комментарий, как следует из релиза РИА Новости, представлял собой предложение, перепечатанное из публикации на том же ресурсе литовского политолога Римвидаса Рагаускаса: «Возникают подозрения, что поборники радикального ислама негативно относятся к странам Запада, поддерживают терроризм и вообще не собираются интегрироваться в социальную среду, в которой проживают». Сама статья политолога при этом не являлась предметом оценки экспертов и не признавалась экстремистской. В РИА Новости уверены, что уфимский суд нарушил право на защиту, расcмoтpев материалы без уведомления ответчика. О решении суда в компании узнали лишь в сентябре, когда Минюст РФ включил материалы «ИноСМИ» в перечень запрещенных. Согласно статье 20.29 КоАП, работа СМИ, распространившего такие материалы, может быть приостановлена на три месяца. От этой перспективы портал спасло только то, что в решении суда домен был указан с опечаткой - как «ИнфоСМИ», говорится в релизе холдинга. Как считают в «РИА Новости», для расcмoтpения дела в суде не было повода, так как редакция сама заблокировала доступ пользователю Morpeh к ресурсу еще в начале года по рекомендации Роскомнадзора. Это не первый скандал вокруг признания судами Башкирии интернет-публикаций экстремистскими. В марте Кировский суд Уфы отнес к этой категории несколько цитат из Корана, опубликованных в социальной сети Livejournal. Cудебное решение получило большой общественный резонанс и впоследствии было отменено Верховным судом республики.

ОКТЯБРЬ, 8
Денис Синяков
В Мурманском областном суде рассматривались апелляции первых трех арестованных с борта «Арктик Санрайз». Напомним, 30 активистов «Гринпис» около двух недель назад предприняли попытку взят штурмом буровую платформу «Приразломная». Вместе с ледоколом «Арктик Санрайз», на борту которого они находились, их задержали заполярные пограничники. Активистов доставили в Мурманск, обвинили в пиратстве и посадили под арест. Среди них известный фотограф Денис Синяков, пресс-секретарь «Гринпис России» Андрей Аллахавердов и врач Екатерина Заспа (см. монитор за сентябрь 2013 года). Адвокаты настаивали на изменении им меры пресечения на подписку о невыезде. Защитники упирали на то, что подследственные лишь выполняли свои профессиональные функции и не принимали какого-либо участия в акции против работы «Приразломной». Однако служители Фемиды аргументам защиты не вняли. Подследственных оставили под стражей.

ОКТЯБРЬ, 8
Газета «Точикони Россия»
Сотрудник представительства Миграционной службы при правительстве Республики Таджикистан в России самовольно изъял тираж газеты «Точикони Россия» со стенда, находящегося в Гостевом доме Таджикистана в Москве. Как сообщил руководитель «Таджинфо» Гуфрон Ваххобов, определенный тираж газеты «Точикони Россия», учредителем которой является таджикский медиахолдинг «Таджинфо», распространяется посредством таких стендов, расположенных в местах компактного пребывания таджикистанцев в Москве. По его словам, старший инспектор – специалист представительства МС РТ в РФ Азизи Халилов, в кабинете которого удалось обнаружить пропавшие газеты, официально отказался объяснять причину своего поступка. Ссылаясь на законы о СМИ, как Таджикистана, так и России, Халилову было предложено вернуть газеты на место, однако он отказался сделать это. «Нам не удалось связаться с руководителем представительства Миграционной службы Асрором Одинаевым, а в пресс службе представительства отказались дать какие-либо комментарии по этому инциденту», - сказал Ваххобов. Он отметил, что в последнем номере газеты «Точикони Россия» была опубликована аналитическая статья «В Миграционной Службе потеряли больше миллиона людей?», где речь шла о разногласиях между МС РТ и ФМС РФ по поводу количества таджикистанцев, находящихся в России. «Вероятнее всего, данный материал и стал причиной изъятия газеты», - подчеркнул руководитель газеты. Ваххобов добавил, что относительно данного инцидента направлено официальное письмо на имя посла РТ в РФ Абдулмаджида Достиева.

ОКТЯБРЬ, 8
Все СМИ
Началась аккредитация журналистов в Городской суд Петербурга – на оставшийся период 2013-го года и на 2014-й год до новой аккредитации. Поскольку эта процедура оказалась довольно непростой – в редакцию обратились по этому поводу несколько представителей СМИ, – Лениздат.Ру решил разобраться, какие именно требования предъявляет ведомство к представителям СМИ и насколько выполнимы эти требования. Для получения аккредитации в городской суд журналистам предлагается посмотреть некую «форму запроса», которая, как гласит объявление пресс-службы, можно посмотреть на сайте ведомства. Не найдя ничего, отдаленно напоминающего «форму заявки», Лениздат.Ру обратился за помощью к пресс-секретарю городского суда Кристине Важениной. Пресс-секретарь выразила удивление, что поиск «формы заявки» вызывает у журналистов трудности. Оказалось, Важенина имела в виду «Положение об аккредитации». Примера заявки там не нашлось – лишь довольно пространное описание того, что в ней должно присутствовать. «Ну, там написано все, что нужно сделать. Форма подается стандартная. На имя председателя», - пояснила пресс-секретарь. Непосредственные требования к заявке указаны в пункте 2.3 и 2.4: «2.3. В заявке указывается:- полное официальное название СМИ, его учредителя или издателя, уставные задачи, тираж, периодичность, местонахождение редакции СМИ, регионы распространения, электронный, почтовый адрес (в том числе индекс), номера рабочих телефонов и факса; -фамилия, имя, отчество журналиста полностью, год рождения, занимаемая должность, паспортные данные (номер, серия, кем и когда выдан), рабочий (мобильный) телефон; -к заявке прилагается заверенная главным редактором копия редакционного удостоверения и две фотографии (размером 3 х 4 см) журналиста, в отношении которого подана заявка об аккредитации. 2.4. Заявка на аккредитацию, не содержащая сведений, указанных в пункте 2.3 или не дополненная копией свидетельства о государственной регистрации, к рассмотрению не принимается». Точное соблюдение требований, как того требует положение, вызывает некоторые трудности. Так, остается непонятным, как обязательное требование в виде тиража должны выполнять непечатные СМИ. Те затруднения для электронных СМИ вызывают, например пункты «периодичность» и «регионы распространения». Кроме того, вопросы вызывает требования указания в заявке уставных задач СМИ. Будет ли аргументом для отказа средству массовой информации несоответствие уставных задач тематике судебного делопроизводства?

ОКТЯБРЬ, 9
Все СМИ
В редакции всех российских СМИ могут внедрить священников: прикрепить к средствам массовой информации представителей церкви предлагают в Госдуме. По данным «МК», в Думу внесен проект, по которому при каждом российском СМИ должен работать экспертный совет, назначенный Госдумой, Советом Федерации и региональными парламентами по предложению президента, правительства и губернаторов. На основании того, что комитет по информационной политике пока не поддержал этот документ и рекомендовал его именно комитет по религиозным организациям, издание делает вывод, что не занятые чиновниками места в советах займут церковники - батюшки, муллы, раввины и другие. Согласно законопроекту, члены совета будут проводить семинары по обучению журналистов правильному письму. Председатель «экспертного совета» будет обязан предоставлять отчеты о работе главных редакторов в государственные органы.

ОКТЯБРЬ, 10
Илле Иванов
В Чувашской Республике Моргаушский районный суд признал 58-летнего Илле Иванова виновным в написании «экстремистской» статьи в защиту чувашского языка. Как сообщил сам обвиняемый, его приговорили к 300 часам обязательных работ и сразу же освободили от наказания в связи с истечением срока давности. Оглашение приговора состоялось 10 октября. Однако Иванов не явился на судебное заседание. «Слишком много чести для судьи», - сказал он корреспонденту «Ирĕклĕ Сăмах». С текстом приговора осужденный ознакомился позже. Илле Иванова признали виновным по части 1 статьи 282 УК РФ («Возбуждение межнациональной розни с использованием СМИ»). От наказания его освободили на основании части 8 статьи 302 УПК. По версии следствия, Илле Иванов является автором статьи «Покажи мне свой язык, и я скажу - кто ты», опубликованной в газете «Взятка» весной 2011 года. Речь в материале шла о дискриминации чувашского языка в Чувашской Республике. По мнению «Алексея Кудрина» (таким псевдонимом была подписана статья), чуваши не могут полноценно использовать родной язык при общении с государственными органами; кроме того, в республике не налажено воспитание и обучение на чувашском языке (см. монитор за август 2012 года, май 2013 года). В ходе судебного процесса Илле Иванов и его защита просили, чтобы заседания велись на родном для обвиняемого чувашском языке. Суд раз за разом отклонял соответствующие ходатайства. В защиту Иванова неоднократно высказывались правозащитники как в Чувашии, так и за ее пределами. Летом 2013 года московская организация «Союз солидарности с политзаключенными» признала преследование чувашского журналиста политически мотивированным.

ОКТЯБРЬ, 10
Интернет-ресурс «Хабрахабр»
Интернет-ресурс сообщества IT-специалистов «Хабрахабр» попал в «черный список» Роспотребнадзора. Информация об этом появилась на сайте «РосКомСвобода. Как говорится в сообщении, причиной попадания в список стал комментарий к статье «Роскомнадзор и ЛБИ разработали критерии оценки запрещенной информации в интернете о самоубийствах». В настоящее время комментарий с сайта удален. Напомним, внесение сайтов в реестр запрещенных ресурсов и последующая их блокировка возможна на основании содержания на них детской порнографии, информации о способах совершения самоубийства или пропаганды употребления наркотических веществ. Правом вносить ресурсы в список обладают три ведомства - Роспотребнадзор, Роскомнадзор и ФСКН.

ОКТЯБРЬ, 10
Евгений Ройзман
Новоизбранный мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман признан виновным в клевете. Такой вердикт в отношении известного борца с наркоманией, основателя фонда «Город без наркотиков» вынес Октябрьский районный суд города. Причиной судебного разбирательства стал иск местной жительницы Анны Филатовой, пожаловавшейся в суд на запись, сделанную в блоге Ройзмана 17 сентября 2012 года. В посте под заголовком «Охренеть» будущий мэр уральской столицы писал, что Филатова и ее муж Алексей Карпов якобы причастны к убийству двух выпускниц Уральской государственной юридической академии, совершенному в 2001 году. Эту информацию Филатова назвала не соответствующей действительности и потребовала удалить из блога, а также возместить ей моральный ущерб в размере 1 млн рублей. Вызванный в суд защитой Ройзмана следователь Анатолий Смирнов подтвердил, что следственные органы действительно рассматривали возможность причастности Филатовой к преступлению, поскольку, по оперативной информации, она была знакома с одной из девочек. «Ведомости-Урал» отмечают, что Карпов в настоящее время находится под арестом в ИВС и является фигурантом дела о нескольких заказных убийствах. Однако обвинение ему до сих пор не предъявлено. Ройзман намерен обжаловать решение суда, в соответсвии с которым он обязан выплатить штраф в размере 5 тысяч рублей, а также удалить из блога порочащую информацию и фотографии истицы и опубликовать опровержение. Таким образом, иск Филатовой был удовлетворен лишь частично. Сам мэр признал, что допустил одну единственную ошибку - написав, что Филатова подозреваемая. «В суд в качестве свидетеля пришел оперативник, который подтвердил, что Филатову действительно подозревали. Но статуса подозреваемой у нее не было. Суд определил убрать из записи в блоге два слова о том, что она подозреваемая. Я их удалю, но напишу, что ее подозревали», - сказал Ройзман.

ОКТЯБРЬ, 11
Наталия Крутских
В Ухте (Республика Коми) начальник местной автоинспекции пригласил журналистов на пресс-конференцию. Накануне журналист издания «БНКоми» Наталия Крутских направила вопросы, которые планировала задать, чтобы г-н Городов смог подготовиться. Когда журналисты собрались в кабинете главного автоинспектора, последовал первый вопрос: «А что это вас так много?». Обычно люди радуются, что на такие мероприятия приходит много журналистов, а тут сплошное огорчение сквозило в голосе. В итоге главный автоинспектор Ухты начал нам довольно недружелюбным голосом говорить, что он намерен говорить с нами только по изменениям в техраглементе. На попытку объяснить ему, что обычно, на таких встречах в ГАИ журналисты задавали вопросы, которые им адресуют зрители и читатели, мы услышали только фырканье. Наталия Крутских попыталась объяснить Городову, что может, все же стоит ответить на вопросы, которые мы отправили заранее. Например, меня очень интересует, как обстоят дела с ДТП, в которых пострадали несовершеннолетние. Только за вчерашний день в Ухте под колеса автомобилей попали два ребенка. Начальник ГАИ не захотел отвечать и на вопрос об укомплектованности штата, отметив, что это не наше дело. На мой вопрос: «А зачем Вы журналистов звали тогда?», он ответил, что он и не звал нас. Я от удивления даже переспросила: «В каком смысле не звали?», на что получила грандиозный ответ: «А покажите мне бумажку, что я вас звал». После этого я сказала оператору собирать оборудование, и мы ушли. Вот так для нас, не начавшись, и закончилась пресс-конференция начальника ГИБДД.

ОКТЯБРЬ, 11
Газета «Звезда»
Руководитель Пермского краевого управления Роскомнадзора Юрий Щебетков предложил редакции газеты «Звезда» в течение пяти рабочих дней представить доказательства правомерности распространения сведений о доходах четырёх генералов, старшего советника юстиции, подполковника и майора. Бывший сотрудник КГБ-ФСБ Щебетков письмом от 4 октября обязал журналистов подтвердить право на публикацию персональных данных «в виде согласия указанных граждан, ссылки на общедоступные источники информации (с приложением скриншот) или иные основания (с приложением подтверждающих документов)». Чиновник потребовал объяснить, «являются ли сведения, использованные в статьях «В Париж на именины» и «Колготки с лампасами» специальной охраняемой законом тайной». Главный редактор «Звезды» Сергей Трушников 7 октября направил в надзорное ведомство ответ, в котором сослался на четыре федеральных закона, шесть указов президента РФ и одно постановление Пленума Верховного суда РФ. Этими документами регламентируется обязанность должностных лиц декларировать свои доходы, право журналистов пользоваться подобными официальными сведениями и обнародовать их. «Доходы и расходы граждан, указанных в статье, опубликованы на сайтах ведомств, в которых они служат. Скриншоты прилагаются», - сообщил С. Трушников в Роскомнадзор.

ОКТЯБРЬ, 11
Кирон Брайн
В Мурманском областном суде продолжается рассмотрение жалоб на арест задержанных на ледоколе Arctic Sunrise. Перед судьями предстал подданный Великобритании видеооператор Кирон Брайн. На процессе была поднята тема прав журналистов, как и во время рассмотрения апелляции на арест фотографа Дениса Синякова. 29-летний видеооператор Брайн работал фрилансером на различные компании и СМИ, в частности, в прошлом году он делал ролики для газеты Times. Какого-либо специального контракта для работы на ледоколе у него не было. «Я на борту находился как независимый журналист-фрилансер. Моей работой было наблюдать, снимать и делать репортажи. Я хотел бы попросить вас избрать другую меру, не заключение под стражу», - цитирует видеооператора РИА Новости. «Если бы каждого, кто пишет репортажи, задерживали, журналистов бы не существовало», - заявил Брайн. Защита, попросив о смене меры пресечения, предъявила судье подтверждение бронирования номера в гостинице Мурманска. Кроме того, у защиты была распечатка с сайта «Газпрома», в котором уточняется статус нефтяной платформы «Приразломная», которая называется не судном, а искусственным островом, так как не может передвигаться. Однако этот документ судья отказался приобщить к делу. Прокурор напомнил суду, что Великобритания не выдает России своих граждан, поэтому если Брайн сбежит, то обратно в Мурманск его не вернуть. Также прокурор утверждал, что видеооператор может попытаться уничтожить доказательства по делу о пиратстве. Судья не стал отпускать оператора под залог и оставил его в СИЗО, так же как и фотографа Дениса Синякова, чье дело было рассмотрено в начале недели.

ОКТЯБРЬ, 11
Газета «Черновик»
Прокуратура Дагестана инициировала судебное дело в отношении еженедельника «Черновик». Поводом для такой реакции ведомства послужила статья Умара Гаджиалиева «Здесь и сейчас. Шам», которую прокуратура сочла «экстремистским материалом». Данный вывод ведомство сделало на основании заключения ГБУ РЦСЭ министерства юстиции Дагестана. Слушания по делу начнутся 17 октября. Ранее с критикой в адрес дагестанской газеты «Черновик» выступал и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Отмечая факт искажения смысла его слов, дагестанский лидер заявил: «Сегодня «Черновик» написал, мол, Абдулатипов сказал, что всех надо утопить в речке. Было сказано, но было сказано совсем не то, и не так. Такие публикации означают прямые угрозы в адрес руководителя республики». По его мнению, за такие действия газета должна получать предупреждения, а в случае отсутствия реакции на предупреждения издание может быть и закрыто. Также глава республики подчеркнул о равных критериях в оценке всех средств массовой информации.

ОКТЯБРЬ, 11
Павел Никулин
Против журналиста портала «Русская планета» Павла Никулина, избитого главой центрального аппарата «Справедливой России» Русланом Татариновым в августе 2013 года, возбудили уголовное дело. Заявление подал сам обидчик Никулина, сообщил журналист в своем Twitter. Уголовное дело против журналиста возбудили по статье 116 УК РФ («Побои»). Ему грозит до трех месяцев лишения свободы. Р. Татаринов заявил, что во время конфликта, произошедшего во время взлома квартиры сторонников Алексея Навального, журналист душил его, из-за чего у справедливоросса произошло сотрясение мозга. Ранее иск против Татаринова подал Никулин. После инцидента врачи зафиксировали у него травмы головы (см. монитор за август 2013 года).

ОКТЯБРЬ, 12
Анатолий Бузинский
На Марсовом поле в Санкт-Петербурге прошла ЛГБТ-акция, в ходе которой полиция была вынуждена задержать 67 человек из-за потасовки, возникшей между ЛГБТ-активистами и их противниками. Полиция задерживала не только активных нарушителей, но и журналистов – в частности, был задержан корреспондента телеканала «Дождь» Анатолий Бузинский, работавший на акции.

ОКТЯБРЬ, 12
Сергей Соколов
В ночь с пятницы на субботу на Молдогуловой улице в Москве избит заместитель главного редактора «Новой газеты» Сергей Соколов. Нападение было совершено в тот момент, когда журналист возвращался домой. Преступник несколько раз ударил его по затылку, а затем по лицу, жестоко избил ногами и скрылся, похитив сумку с ноутбуком, внешним жестким диском для компьютера, на котором хранились как личные, так и служебные материалы, два мобильных телефона, а также личные документы журналиста и ключи от его квартиры. Сергей Соколов был доставлен в больницу и после оказания медицинской помощи от госпитализации отказался. В полиции нападение на замглавного редактора «Новой газеты» расценивают как рядовой грабеж и не связывают с профессиональной деятельностью журналиста. Уголовное дело возбуждено по соответствующей статье УК РФ. Начат розыск нападавшего.

ОКТЯБРЬ, 13
Максим Кононенко
Известный российский журналист, экс-ведущий телепрограммы «Реальная политика», выходящей на НТВ, Максим Кононенко присоединился к армии пешеходов после того, как неизвестные злоумышленники похитили принадлежащий ему кроссовер Nissan Juke. 42-летний Кононенко обратился в полицию и сообщил, что Juke угнали от его дома в поселке Мосрентген на территории Новой Москвы. Свою потерю журналист оценил в сумму, превышающую миллион рублей. Автомобиль был куплен около года назад в одном из столичных автосалонов. По факту кражи автомобиля возбуждено уголовное дело, автомобиль и угонщиков ищут.

ОКТЯБРЬ, 13
Тимур Олевский
Павел Никулин
Евгений Бунтман
Алексей Горбачев
Петр Пархоменко
«Газета.Ру»
В Москве в районе Бирюлево после убийства жителя столицы выходцем с Кавказа националисты устроили погром – сначала они напали на торговый дом «Бирюза», где работают мигранты, а затем вступили в схватку с прибывшими сотрудниками ОМОНа. Противостояние получилось крайне жестким, с обеих сторон есть пострадавшие, несколько десятков участников погрома задержаны. Пострадали и журналисты, прибывшие освещать происходящее. В частности, корреспонденту телеканала «Дождь» Тимуру Олевскому повредили руку и разбили айпад, журналиста «Русской планеты» Павла Никулина несколько раз пытались задержать, в том числе с применением физической силы, сообщает это издание, а корреспондент радиостанции «Эхо Москвы» Евгений Бунтман был задержан полицией, его посадили в автозак, несмотря на наличие удостоверения журналиста, и выпустили только поздно ночью. Кроме того, задержаны корреспондент «Независимой газеты» Алексей Горбачев и его коллега из издания «Газета», а также редактор радиостанции «Коммерсант FM» Петр Пархоменко, однако затем их отпустили. Также были задержаны корреспондент «Независимой газеты» Алексей Горбачев, и его коллеги из издания «Газета» и радио «Коммерсант FM», однако затем их отпустили. Столичная полиция направит в СК материалы по фактам нанесения телесных повреждений полицейским, сообщают «Грани.Ру». Будут ли расследоваться нападения на журналистов, пострадавших при выполнении профессиональных обязанностей – неизвестно. Исходя из имеющегося опыта и сложившейся в стране атмосферы безнаказанности, которой пользуются «оппоненты» журналистов, это маловероятно.

нападение – 2 раза/задержание – 3 раза/отказ в инф – 6 раз/повреждение видеоаппаратуры

ОКТЯБРЬ, 14
Газета «Призыв»
В Карелии редакция районной газеты «Призыв» выразила недоверие своему главному редактору, который руководит изданием чуть более полутора лет. До этого он не имел отношения к работе в газете, и почему ему было отдано предпочтение, можно лишь догадываться. Назначение состоялось по инициативе главы Лахденпохского района. К слову сказать, по его же рекомендации появился на редакторской должности и прежний руководитель газеты, который уходил также со скандалом и основательно увешанный судебными исками. Когда полтора года назад представляли главного редактора, сотрудников газеты удивило, что человека, ни дня не поработавшего в СМИ, не понимающего специфики газетной работы, никогда не руководившего печатным изданием, начальство поставило во главе газеты. Довольно быстро выяснилось, что редактор с трудом может написать заметку, не умеет организовать творческий процесс, и, ко всему прочему, слаб как хозяйственный руководитель. В редакции на пустом месте стали возникать конфликты. Сложилась парадоксальная ситуация, когда журналисты требовали от редактора, чтобы тот выполнял свою работу: занимался финансово-хозяйственной деятельностью, планированием редакционной работы, не хамил бы читателям, заглядывающим в редакцию. Месяц от месяца обстановка накалялась, и без того незавидное финансовое положение газеты ухудшилось. В конце концов, конфликт внутри редакции – творческий коллектив выступил против главного редактора – выплеснулся за её стены. Последней каплей, похоже, стало то, что редактор, как ни в чём ни бывало, продолжал выписывать себе премии за работу в то время, когда финансовый крах издания перестал быть образным выражением. Особенность муниципального унитарного предприятия «Редакция газеты «Призыв» в том, что у неё четыре учредителя: два органа районной власти (администрация и совет депутатов Лахденпохского района), плюс автономное учреждение «Информационное агентство «Республика Карелия» (представитель правительства республики) и собственно трудовой коллектив редакции. Тот факт, что сотрудники редакции входят в состав учредителей, и позволило им, не достучавшись в двери районной власти, самим инициировать проведение собрания учредителей. Из четверых учредителей в работе приняли участие трое, в том числе председатель райсовета и советник главы администрации района. Но дело том, что у председателя райсовета к тому времени завершился срок его депутатских полномочий (и можно считать, что он выступал в качестве частного лица), а от имени мэра района присутствовал его советник, не имевший права на выражение официальной позиции районной администрации. То есть участники собрания не имели права говорить от имени всех учредителей. Собственно, только редакция и имела один голосующий голос. Всё, что долгое время обсуждалось, но не получало документального оформления, на этот раз было запротоколировано, и документ по итогу собрания разослали всем заинтересованным лицам. Отдельное письмо, в котором пересказывалась горькая участь районной газеты, было направлено на имя главы Карелии. Понимая, что тем составом учредителей, которые участвовали в работе собрания, никакого решения вынесено быть не может, в протоколе сформулировали задачу: провести общее собрание учредителей газеты «Призыв», разрешив наконец-то нынешнее противоречие. Для редакционного коллектива это означает одно – смена главного редактора. После собрания прошёл почти месяц, но никакой реакции на письма, разосланные учредителям, не последовало. Сдерживается собрание учредителей и по той причине, что после сентябрьской избирательной кампании не до конца сформированы органы районной власти. А главный редактор, видимо, догадываясь, чем может всё для него завершиться, предусмотрительно ушел в отпуск, чтобы всё взять от редакции газеты «Призыв».

ОКТЯБРЬ, 14
Юрий Ковалев
В суде Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) слушается дело по иску директора детской музыкальной школы Ольги Курбатовой к газете, журналисту Юрию Ковалеву и педагогам школы, которые посмели выразить через СМИ свое недовольство «явно неравномерным распределением надтарифного фонда школы преимущественно между родственниками и приближенными руководителя ДМШ». О. Курбатова под разными предлогами отказывалась представлять суду документы, заявляя, что музыкальную школу проверяли и полиция, и прокуратура и городской отдел культуры, и никто не нашел никаких нарушений по выплате стимулирующих надбавок.

ОКТЯБРЬ, 14
Екатерина Силина
Уголовное дело об убийстве журналистки Екатерины Силиной и ее матери Евгении Силиной направлено в прокуратуру Москвы для утверждения обвинительного заключения и последующей передачи в суд. Как ранее сообщало ведомство, главному подозреваемому Степану Гончарику предъявлены обвинения в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство двух и более лиц, совершенное из корыстных побуждений») – см. монитор за январь 2012 года. Как выяснило следствие, в 2008 году Степан Гончарик, являющийся гражданином Республики Беларусь, вступил в брак с Евгенией Силиной, которая проживала вместе со своей дочерью Екатериной, работавшей журналисткой. Впоследствии он решил завладеть их квартирой, полагая, что является единственным наследником и после смерти сможет оформить право собственности на жилое помещение. Гончарик решил ввести в заблуждение правоохранительные органы, инсценировав безвестное исчезновение матери и дочери. По плану Гончарика, убийство Силиных должно было быть совершено в ночь с 19 на 20 июня 2010 года, при этом для Евгении он заранее приобрел билеты на поезд в город Санкт-Петербург. В день совершения убийства планы Гончарика несколько порушились, поскольку Екатерина Силина не вернулась домой. В результате он убил свою супругу, задушив ее, и, как и планировал, спрятал её тело в лесу. Убийство несовершеннолетней дочери он совершил в январе 2011 года, аналогичным убийству ее матери. С целью сокрыть преступление, ввести правоохранительные органы в заблуждение относительно обстоятельств исчезновения Екатерины Силиной Гончарик после сокрытия трупа убитой им девушки вернулся домой, где, используя персональный компьютер Екатерины, с ее электронного адреса направил на свой электронный адрес письмо от ее имени, из которого следовало, что она получила сведения о матери и выехала к ней в Санкт-Петербург. В продолжение своих действий, направленных на завладение квартирой матери и дочери Силиных и сокрытие преступлений, Гончарик изготовил и направил почтой заявления от имени Евгении Силиной на свое имя и на имя Хорошевского межрайонного прокурора Москвы, из которых следовало, что его супруга просит прекратить ее поиски и поиски ее дочери, а имущество оставляет Гончарику. Однако, достигнуть своей преступной цели по обращению права собственности на квартиру и гаражный бокс матери и дочери Силиных в свою пользу Гончарик не смог, так как брак между ним и Евгенией Силиной на основании решения Хорошевского районного суда Москвы, вступившего в законную силу, был признан недействительным. В ходе расследования уголовного дела было проведено более 50 экспертиз, множество допросов и других следственных действий, говорится на официальном сайте Следственного комитета. Будучи арестованным и находясь в СИЗО, Гончарик начал симулировать невменяемость, и был обследован в Институте им. Сербского, согласно выводам амбулаторной и комплексной стационарной психолого-психиатрической судебной экспертизы, Гончарик признан вменяемым.

ОКТЯБРЬ, 14
ВГТРК
Российский экономический университет имени Плеханова подал в суд на ВГТРК иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на юриста вуза Максима Сутурина. РЭУ имени Плеханова требует опровержения информации о коррупции в вузе, прозвучавшей в «ряде видеоматериалов» на телеканале «Россия 1» (канал входит в холдинг ВГТРК). В пресс-службе ВГТРК агентству подтвердили получение открытого письма от руководства РЭУ имени Плеханова, однако отказались комментировать иск «до финального разрешения этой ситуации». О каком именно материале «России 1» идет речь, не уточняется. В сентябре телеканал в рамках программы «Вести недели» показал сюжет о «вузах-прокладках», в котором, среди прочего, упоминался РЭУ имени Плеханова. В сюжете говорилось, что в Московской международной школе бизнеса «Мирбис» можно получить диплом РЭУ имени Плеханова, поступив при этом в вуз не по ЕГЭ, а при помощи аттестата частной школы в Казахстане (выпускники с зарубежными аттестатами не должны сдавать ЕГЭ для поступления в российские вузы). Исторически одним из учредителей «Мирбиса» был РЭУ имени Плеханова, хотя сейчас университет отсутствует в списке учредителей. Помимо «Мирбиса» и РЭУ имени Плеханова, в сюжете «Вестей недели» упоминался Московский педагогический государственный университет (его руководство обещало провести проверку изложенных в программе сведений) и Институт управления и информатики, совмещенный с Институтом русского театра (о реакции этого вуза на сюжет ничего неизвестно).

ОКТЯБРЬ, 14
Газета «Наша Версия»
В газете «Наша Версия» было опубликовано журналистское расследование Марата Хайруллина «Дело о девяти миллиардах», в котором раскрывались нелицеприятные для мэра Саратова Олега Грищенко факты разбазаривания средств городского бюджета. Но саратовцы его не увидели. Материал из газеты, которая печатается в местной типографии, был заменен на другой. Хозяйственная деятельность саратовского главы привела к тому, что город оказался на грани банкротства. О чем сам мэр публично объявил, призвав федеральный центр спасать ситуацию. Тема возможного дефолта Саратова встревожила местных жителей, а мэр Грищенко тщательно следит за тем, чтобы в местных СМИ она освещалась только в выгодном для него ракурсе. Надо признать, что уловка со снятием нелицеприятных материалов в печатающихся в местных типографиях федеральных изданиях применяется не только Олегом Грищенко. Многие мэры и губернаторы сегодня спонсируют региональные вкладки федеральных газет, чтобы, так сказать, держать под контролем «информационные потоки». Если в газете появляется «ненужный», с точки зрения местных властей, материал, он просто по просьбе «сверху» меняется местной редакцией на другой. Ситуация, к сожалению, довольно типичная. Правда, прежде мэры и губернаторы больше практиковали изъятие тиражей с опасными для них статьями. Нечто похожее происходит и сейчас. Олег Грищенко пытается перекрывать поступление невыгодной для него информации жителям города и «решать вопрос» с выделением бюджетных денег городу на федеральном уровне, рассчитывая на свои связи в Москве. Он, видимо, рассчитывает за счет шантажа Москвы перспективой дефолта города и возможными социальными потрясениями выбить транш на 10 млрд. рублей. Однако, если в Москве начнут разбираться, как Саратов дошел до такой жизни и откуда у города такие непомерные долги, то могут всплыть подробности сложных и запутанных схем со множеством фирм, которые так или иначе связаны с мэром города и его людьми, и выкачивают из городского бюджета огромные деньги. В этом случае «дефолт» ожидает самого мэра. Он не может этого не понимать, так что не надо удивляться, если в следующий раз дело дойдет до изъятия газет из продажи.

ОКТЯБРЬ, 14
«Взгляд.ру»
Арбитражный суд Москвы приостановил до получения результатов экспертизы производство по иску компании ЗАО «Антиплагиат», разработавшей одноименный сервис для отслеживания незаконного использования текстов, к электронному изданию «Взгляд.ру» и депутату Госдумы Владимиру Бурматову о защите деловой репутации. Проведение судебной лингвистической экспертизы возложено на ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз имени Сикорского». Напомним, компания требует взыскать с соответчиков 10 миллионов рублей компенсации вреда деловой репутации и опровергнуть ряд не соответствующих истине утверждений из публикации на портале «Взгляд.ру» от 24 апреля «Бурматов: прокуратура начала проверку ЗАО «Антиплагиат». Отметим, депутат-единоросс Бурматов 11 апреля сообщил, что направил запрос на имя генпрокурора РФ Юрия Чайки с просьбой проверить причастность Минобрнауки к созданию системы «Антиплагиат». Депутат утверждал, что ЗАО «Антиплагиат» получило эксклюзивный доступ к архивам Российской государственной библиотеки в обход конкурсных процедур. Минобрнауки РФ заявило, что компьютерная система выявления неправомерных заимствований в научных работах «Антиплагиат» не имеет отношения ни к ведомству, ни к Высшей аттестационной комиссии (ВАК), она разработана в инициативном порядке; какой-либо аттестации или аккредитации при министерстве либо ВАК не проходила (см. монитор за май 2013 года). Бурматов также призвал уволить ряд высокопоставленных чиновников министерства образования и науки, которых блогеры подозревают в плагиате в их научных работах. Ранее сам Бурматов после обвинений в плагиате при защите своей диссертации ушел с должности зампредседателя комитета ГД по образованию и по требованию Генпрокуратуры покинул должность завкафедрой Российского экономического университета имени Плеханова.

ОКТЯБРЬ, 15
Газета «Улица Московская»
Евгений
Малышев
Арбитражный суд Пензенской области рассмотрел иск о защите деловой репутации Комитета Пензенской области по физической культуре и спорту, предъявленный в связи с публикацией в газете «Улица Московская» статьи «Пензу продолжают кормить протухшими «завтраками», в которой, по мнению истца, содержатся не соответствующие действительности и порочащие его сведения. Суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований и обязал АНО «Издательский дом «Валентин Мануйлов» и Евгения Малышева разместить на страницах газеты «Улица Московская» опровержение статьи под названием «Пензу продолжают кормить протухшими «завтраками». Суд взыскал с АНО «Издательский дом «Валентин Мануйлов» и Евгения Малышева в пользу Комитета Пензенской области по физической культуре и спорту в порядке компенсации ущерба, причинённого деловой репутации, сумму в 20 тыс. руб.

ОКТЯБРЬ, 15
Сергей Резник
Прокуратура Первомайского района Ростова-на-Дону объявила предостережение журналисту и блогеру Сергею Резнику о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. В результате проведённой прокурорской проверки было установлено, что Сергеем Резником на интернет-сервисе www.livejournal.com ведётся блог, аудитория которого составляет не менее 200 читателей. 11 августа этого года в данном блоге в целях информирования неограниченного числа пользователей сети Интернет, им была размещён материал «Это п…дец», содержащий сведения о нападении «четверых трезвых лиц кавказской наружности» на «двадцатилетнюю девушку Аню» ночью в центре города Ростова-на-Дону. По мнению работников прокуратуры, в данной статье автор выражает отсутствие уверенности в том, что правоохранительные органы отреагируют на происшедшее достаточно быстро. Далее Сергей Резник обращается к своим читателям, используя эмоциональные восклицания и демонстрирует, таким образом, своё возмущение сложившейся ситуацией, в которой обнаруживается незащищённость граждан перед криминалом. «Также Резник указывает на то, что сложившаяся ситуация вызывает у него чувство отвращения. В заключение своего сообщения он выражает сожаление о том, что, по его мнению, полиция считает главной угрозой для общества журналистов, тем самым высказывает своё мнение о том, что усилия полиции направлены не на противодействие реальным преступникам, а на противодействие журналистам», – сообщили в прокуратуре Первомайского района Ростова-на-Дону. «Тем не менее, в результате принятых органами правопорядка своевременных мер подозреваемые в совершении указанного преступления были задержаны и привлечены к уголовной ответственности. Однако предвзятое, тенденциозное изложение Сергеем Резником информации негативно отразилось на формировании объективного общественного мнения и создало предпосылки для экстремистских проявлений. В связи с этим в настоящее время следственным органом решается вопрос о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ, по факту возбуждения вражды по национальному признаку посредством размещения указанных комментариев», – уточнили в прокуратуре. Напомним, в сентябре в отношении ростовского журналиста и блогера Сергея Резника было возбуждено очередное, уже пятое по счёту, уголовное дело. Причём повторно – по ст. 319 УК «Оскорбление представителя власти». Четыре уголовных дела в отношении Резника уже рассматривает суд Первомайского района Ростова-на-Дону. Он находится под подпиской о невыезде и надлежащем поведении. Все выдвинутые против него обвинения Сергей Резник считает сфабрикованными, и связывает их с теми нелицеприятными фактами из жизни силовиков, чиновников и членов судейского сообщества, которые постоянно находят своё отражение в его публикациях – как в СМИ, так и в Интернете (см. монитор за август, ноябрь 2012 года, март, июль, октябрь 2013 года).

ОКТЯБРЬ, 16
Игорь Домников
За подстрекательство к убийству журналиста «Новой газеты» Игоря Домникова перед судом предстанет Павел Сопот, сообщает сайт Следственного комитета. Следователи установили, что в середине 1990-х годов Эдуард Тагирьянов создал в Набережных Челнах преступную группировку, влияние которой вскоре распространилось и на другие регионы. Члены ОПГ проводили взаимозачеты между «Газпром-Авиа» и предприятиями Липецкой области. В этот период журналист Игорь Домников опубликовал ряд критических материалов о социальной ситуации в Липецкой области. В результате предприниматель Павел Сопот решил использовать нападение на Домникова, чтобы укрепить свои позиции в глазах местных бизнесменов. Об этом он сообщил Эдуарду Тагирьянову, который одобрил данное решение и приказал своим сообщникам разобраться с журналистом. «Исполняя это поручение, члены банды провели скрытое наблюдение от здания «Новой газеты» до места жительства журналиста и 12 мая 2000 года нанесли ему не менее 10 ударов молотком по голове. От полученных телесных повреждений Домников скончался в больнице», - заявил представитель СК Владимир Маркин. Тагирьянов и другие члены ОПГ были осуждены за это преступление еще в 2007 году. Уголовное дело в отношении подстрекателей и заказчиков было выделено в отдельное производство. В настоящее время по нему собрана достаточная доказательная база, дело направлено в суд.

ОКТЯБРЬ, 16
Съемочная группа ГТРК «Курган»
Курганские полицейские расследуют обстоятельства нападения на журналистов канала ГТРК «Курган», сообщает пресс-служба УМВД России по Зауралью. Инцидент произошел в доме №67 по проспекту Конституции. Журналисты телеканала приехали в общежитие, чтобы снять сюжет о проблемах в системе ЖКХ. Во время съемок между работниками ГТРК и 26-летней неработающей жительницей одной из квартир разгорелся конфликт: нетрезвую женщину возмутило то, что она попала в кадр. Разбушевавшаяся дама кулаком ударила журналиста в грудь и по лицу, а также нанесла несколько ударов по голове телеоператору. Кроме того, она повредила камеру, которая была у него в руках. Как сообщает ГТРК «Курган», пожилая мать пыталась утихомирить дочь, но это ей не удалось. И даже после того как соседи смогли вывести телевизионщиков, дебоширка продолжала сыпать угрозами. Успокоить женщину смогли лишь прибывшие по вызову полицейские, они доставили ее в отделение. В перспективе по этому факту будет возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 116 УК РФ («Побои»), отмечают в управлении МВД.

ОКТЯБРЬ, 16
Николай Эппле
В Москве в ночь на 16 октября был избит журналист газеты «Ведомости» Николай Эппле. Злоумышленники ударили 36-летнего мужчину сзади по голове и вырвали сумку. От сильного удара журналист потерял сознание, когда он очнулся, то преступники уже скрылись. Журналист после нападения был госпитализирован, медики диагностировали у него сотрясение мозга. Сам Эппле нападение с профессиональной деятельностью не связывает, по его мнению – это было просто ограбление.

ОКТЯБРЬ, 16
Электронное издание «Парк Гагарина»
В Самаре ООО «ТК Теплокомфорт» требует в судебном порядке взыскать с электронного издания «Парк Гагарина» 3 млн рублей и опровергнуть сведения, содержащиеся в статье «В Самаре следователи прессуют адвоката». В статье шла речь о давлении на адвоката Надежду Морозову со стороны сотрудников следственного комитета. Дело на Морозову завели после того, как она поработала с гендиректором «Теплокомфорта» Андреем Лушниковым, которого обвиняли в нарушении правил безопасности на взрывоопасных объектах. Во время одной из их встреч Лушников передал Морозовой 150 тыс. рублей (на оплату услуг и на экспертизу), после чего адвоката задержали. Купюры оказались мечеными. Впоследствии на Морозову завели уголовное дело, а дело Лушникова закрыли. Теперь «Теплокомфорт» обратился в арбитражный суд Самарской области и просит признать сведения в статье «не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию истца» и взыскать с «Парка Гагарина» 3 млн рублей.

ОКТЯБРЬ, 16, 17
Сайт ecmo.ru
Сайт защитников Химкинского леса ecmo.ru пал под DDOS-атакой. Этот ресурс, освещающий борьбу с незаконной застройкой, вырубкой зеленых насаждений и коррупцией в Химках (Московская область) выведен из строя мощной DDOS-атакой. Атака началась 16 октября утром и продолжилась на следующий день. Хостеры пока не могут справиться с проблемой. Новые материалы сайта пока будут публиковаться в «Живом журнале» и в Твиттере Евгении Чириковой, а также на новом сайте гражданских активистов activatica.org. Между тем, еще месяц назад от источника в администрации Химок активисты узнали, что там идет поиск «хакера», который на постоянной основе будет выводить ecmo.ru из строя: устраивать DDOS-атаки, закидывать вирусы и пр. Вероятно, такого «работника» нашли. Активисты просят сотрудников администрации, которые в курсе происходящего, сообщить подробности.

ОКТЯБРЬ, 17
Газета «Звезда»
«Мне кажется справедливым, если в ближайшем номере газеты будет опубликовано извинение за допущенные неточности», - написал в редакцию газеты «Звезда» депутат краевого заксобрания Александр Флегинский. Выдвиженцу «Единой России» не понравилась опубликованная 10 октября заметка о том, что накануне вступило в законную силу судебное решение о взыскании с него налоговой недоимки в размере 4,3 млн руб. и использованное при этом слово «единоросс». Газета правомерно сообщила, что депутат уличён, то есть «изобличён» в неуплате налога. В публикации нет сведений о том, что А. Флегинский является членом партии «Единая Россия», но, поскольку на выборах 2011 года он был выдвинут именно от этой партии, журналисты могли выразить своё мнение и назвать его «единороссом», т.е. ставленником «Единой России», в законодательной власти Пермского края. Действующим законодательством не предусмотрена защита гражданских прав в виде извинений. Такое депутатское требование не основано на законе, противоречит изложенным в «Звезде» фактическим обстоятельствам – ответил Александру Флегинскому главный редактор «Звезды» Сергей Трушников. Остаётся предположить, что выдвиженцу «Единой России» А. Флегинскому показалось неприличным публичное напоминание о связях с партией власти. Пермского депутата гораздо меньше заботит личный налоговый долг перед государством – на то он и единоросс.

ОКТЯБРЬ, 17
Андрей Новичков
В Москве в управе района Пресня избита муниципальный депутат градозащитница Елена Ткач. Охранниками также был избит журналист «Граней» Андрей Новичков. Инцидент произошел на общественных слушаниях по строительству торгового центра, связанного со сносом домов 13 и 15 по Большому Козихинскому переулку. Ткач обвиняла застройщиков и управу в фальсификации подписей жителей района об ознакомлении с проектом. Фальсифицированные документы она передала в СКР. Человек, который пришел вместе с представителями застройщика, столкнул Ткач с трибуны. В результате она упала и потеряла сознание более чем на 10 минут. Ткач была госпитализирована бригадой «скорой помощи». Врачи поставили предварительный диагноз «сотрясение мозга». Сообщается, что инициатором инцидента стал замначальника управы. После инцидента общественные слушания были продолжены. Новичков попытался пройти на общественные слушания, предъявив редакционное удостоверение. Охранники не пропустили его, заявив, что управа – «режимное учреждение». Когда корреспондент стал настаивать, его вышвырнули из здания, нанеся несколько ударов по лицу. При этом у него выбили из рук камеру. Новичков направился на медицинское освидетельствование в травмпункт. Он намерен подать заявление об избиении и препятствовании профессиональной деятельности журналиста.

ОКТЯБРЬ, 17
Все СМИ
Управление ФСИН по Мурманской области назвало незаконной съемку иностранными журналистами здания СИЗО №1 в Мурманске, где содержатся члены судна «Арктик Санрайз», обвиненные в пиратстве. Ранее ряд СМИ сообщили, что утром представители ФСИН запретили фото- и видеосъемку вблизи СИЗО. Представители «Гринпис» пригласили журналистов к СИЗО, чтобы рассказать о передаче продуктов и вещей задержанным активистам. «Видеосъемка производилась без согласования с пресс-службой УФСИН России по Мурманской области. Видеосъемка учреждений ФСИН на прилегающей территории без согласования (…) является нарушением. Кроме того, запрещается снимать охранные сооружения учреждений ФСИН России, то есть внешнее ограждение СИЗО №1», - сообщили FlashNord в пресс-службе регионального управления ФСИН. «Данное требование было разъяснено представителям иностранных СМИ в корректной форме. Так как никаких других действий сотрудники УФСИН не предпринимали, представители иностранных СМИ продолжили снимать СИЗО», - добавили в пресс-службе.

ОКТЯБРЬ, 18
«Новая газета»
Newsland.com
Арбитражный суд Москвы отклонил иск ОАО «ОХК «Уралхим» к АНО «Редакционно-издательский дом «Новая газета» и политику Владимиру Милову о защите деловой репутации. ОАО «ОХК «Уралхим» просило суд взыскать с трех ответчиков 1 млн рублей в качестве компенсации убытков. Кроме того, в качестве соответчика было привлечено еще одно СМИ - учредитель портала Newsland.com - ООО «Медиатека». Причиной спора стала опубликованная в «Новой газете» статья Милова под названием «Батькин оффшор», в которой со ссылками на СМИ было указано, что президент Белоруссии Александр Лукашенко был вынужден публично опровергать появившуюся информацию о «зависших» в кипрских Bank of Cyprus и Laiki Bank 3 млрд долларов, подконтрольных ему и его окружению. Кроме того, в статье говорилось, что группа «Уралхим» и является формальным собственником замороженных на Кипре 3 млрд долларов. В своем иске компания просила опровергнуть информацию о принадлежности ей денежных средств. Истец считает, что информация, распространенная в статье, не соответствует действительности и порочит репутацию. ОАО «ОХК «Уралхим» никогда не получало и не управляло денежными средствами Лукашенко, отметил представитель истца. По поводу ООО «Медиатека» представитель «Уралхима» пояснил, что 3 апреля на портале была опубликована статья, в которой также содержалась информация о принадлежности денег истцу. В свою очередь, как юрист газеты, так и Милов в ходе заседания заявили, что иск подан ненадлежащем истцом. В статье говорится о группе «Уралхим», куда входят много компаний, в том числе и истец. В самой статье указывается, что в различных СМИ появилась такая информация. В статье нет утверждений, а лишь анализ этой информации. Ранее эта информация, которую истец просит опровергнуть, была опубликована в других СМИ. Также, по словам ответчиков, истец не представил доказательств, что этой статьей ему были причинены убытки.

ОКТЯБРЬ, 18
Сотрудники ЧГТРК «Грозный»
Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев обратился к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой провести прокурорскую проверку по факту задержания пограничниками работников Чеченской государственной телерадиокомпании «Грозный» в международном аэропорту Шереметьево. Об этом сообщает пресс-служба чеченского омбудсмена. Ранее работники ЧГТРК «Грозный» обратились к уполномоченному с просьбой оказать содействие в восстановлении их нарушенных прав. По словам заявителей, 21 сентября 2013 года делегация телеканала «Грозный» во главе с директором Адланом Бачаевым возвращалась из Нидерландов. В аэропорту «Шереметьево» журналисты были задержаны без объяснения причин. «Несмотря на то, что сотрудники чеченской телерадиокомпании «Грозный» и ранее неоднократно находились в командировках за пределами России и в паспортах имели соответствующие отметки, их в аэропорту отделили от остальных пассажиров и обращались как с лицами, подозреваемыми в совершении преступления. Законные требования разъяснить причины их задержания на территории собственного государства сотрудники УФСБ проигнорировали, вели себя вызывающе, пытались спровоцировать их на неадекватные действия, даже отказались сообщить номер телефона доверия», - говорится в обращении Нухажиева. В связи с этим уполномоченный по правам человека в ЧР просит генерального прокурора России провести по данному факту прокурорскую проверку.

ОКТЯБРЬ, 18
Никита Колпаков
В Саратове возбуждено уголовное дело в связи с нападением на журналиста радиостанции «Эхо Москвы в Саратове» Никиту Колпакова. В августе 1013 года на улице Вавилова его избили двое неизвестных (см. монитор за август 2013 года). Прокуратура области взяла под контроль расследование дела, возбужденного по статье 115 УК РФ («Умышленное причинение легкого вреда здоровью») и розыск лиц, совершивших преступление. Основанием для возбуждения уголовного дела стало заключение судебно-медицинским экспертом о степени тяжести причиненного здоровью вреда.

ОКТЯБРЬ, 18
Елена Полякова
Клинский городской суд (Московская область) приговорил журналистку Елену Полякову к 1,5 годам лишения свободы условно по делу об угрозе чиновнику на интернет-форуме. Как установил суд, Полякова под псевдонимами разместила на местных форумах несколько комментариев о работе начальника клинского управления образования Алены Сокольской. В ходе судебного процесса прокурор потребовал 3 года реального лишения свободы. Однако суд учел смягчающие обстоятельства, в частности, наличие у подсудимой пяти несовершеннолетних детей. Основанием для возбуждения уголовного дела по части 2 статьи 119 УК («Угроза убийством по мотивам политической и идеологической ненависти») послужила фраза: «Да за подобное в сталинские времена или в Китае пулю в затылок положено» (см. монитор за март 2013 года). В ноябре 2011 года в квартире Поляковой был проведен обыск, в ходе которого были изъяты системный блок и две флеш-карты. Одновременно обыск был проведен на ее рабочем месте в редакции газеты «Серп и молот», где также был изъят рабочий компьютер журналистки. Вскоре руководство отказалось продлевать с ней трудовой договор, с тех пор она безработная. В июле 2012 года следователь ходатайствовал о прекращении уголовного дела. Прокуратура Московской области отказала в этом, по мнению Поляковой, из-за ангажированности ее сотрудников, так как потерпевшая Сокольская является супругой заместителя прокурора А. Козлова. Полякова считает, что ее преследование ведется по политическим мотивам. Журналистка не раз выступала с резкой критикой городской администрации. Полякова была одним из организаторов и активистов Общественного движения «Согласие и Правда – Подмосковье», которое провело ряд акций против действий властей. В частности, движение добилось отмены решения клинской администрации о продаже здания городского роддома и организовало общественную кампанию протеста против закрытия городской коррекционной школы-интерната.

ОКТЯБРЬ, 20
Съемочная группа телеканала LifeNews
Столичная полиция начала проверку по заявлению журналистов одного из телеканалов о нападении на них во время пожара на рынке «Садовод». Пожар площадью около 100 квадратных метров произошел во второй половине дня. На журналистов LifeNews напали во время исполнения ими профессиональных обязанностей, сообщил главный редактор телеканала Ашот Габрелянов. Во время съемки к ним подошли люди и начали ломать камеру. По словам главреда, на записи видно, что это «и сотрудники охраны рынка, и просто люди, одетые в гражданскую одежду». «Прежде всего, мы переживали за аппаратуру - удары не были сильными, скорее, их можно было назвать толчками. Нас растащили в разные стороны для того, чтобы разъединить. У меня пытались отобрать микрофон, у оператора был сорван свет. Камера, конечно, работает, но технические и механические повреждения есть», - рассказал корреспондент Семен Пегов. Охранники заявляли, что действуют по приказу директора рынка, хотя тележурналисты вели съемку из-за ограды и даже не пытались войти на территорию. Кроме того, в адрес журналистов звучали угрозы. По словам Пегова, когда приехали съемочные группы других телекомпаний, охранники стали вести себя спокойней.

ОКТЯБРЬ, 21
Ria7
Охранник одного из руководителей подрядных организаций, участвовавших в реконструкции дороги на 21-Амурской в Омске, в грубой форме предъявил претензии корреспонденту Ria7 Максиму Канакову за то, что он снял, как автомобиль его босса перекрыл проезд на улицу. Мужчина требовал удалить снимки и звал журналиста пойти «отойти поговорить». Инцидент произошел за полчаса перед открытием реконструированной улицы 21-Амурская. Охраннику не понравилось то, что корреспондент снял его автомобиль, и он в грубой форме потребовал удалить снимки.

ОКТЯБРЬ, 21
ИА «Ура.ru»
В отношении редакции уральского информационного агентства «Ура.ru» возбудили уголовное дело. Журналистов заподозрили в клевете. Об этом сообщается на сайте Свердловского управления Следственного комитета России. Инициатором разбирательства стал прокурор Орджоникидзевского района города Екатеринбурга. По его мнению, редакция опубликовала «недостоверные сведения, порочащие честь и достоинство работников» ведомства. Ранее информационное агентство разместило на своем сайте материал под названием «Прокурора Орджоникидзевского района Екатеринбурга отправят в отставку». В статье указано, что уральские следователи заподозрили сотрудника ведомства Иосифа Минеева в коррупции и взяточничестве. При этом публикация размещалась в рубрике «Отборные слухи о лучших людях России», появилась она 31 мая. В августе прокурор уже выиграл суд по своему иску, который установил, что сведения в статье не соответствовали действительности. Кроме того, информация была признана порочащей честь и достоинство Минеева. Тогда редакцию «Ура.ru» обязали выплатить истцу компенсацию в размере 10 тысяч за причинение морального вреда. Уголовное дело возбудили по части 5 статьи 128.1 УК РФ («Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления»). Руководство агентства ранее утверждало, что жалобы на материал неправомерны, поскольку публикация прошла в разделе «Слухи». Тем не менее, расследование дела продолжается.

ОКТЯБРЬ, 22
Сайт dmp-skhodnya.info
Сайт gshimki.ru
Пикетирование подмосковного правительства в Красногорске «За свободу слова» начнется 23 октября и будет продолжаться до тех пор, пока не прекратятся атаки на независимые сайты активистов Химок. Граждане также подадут обращение губернатору Андрею Воробьеву и в правоохранительные органы для расследования и уголовного наказания этого киберпреступления. Совсем недавно отгремел скандал с избиением гендиректора «Химки СМИ» Татьяны Ревенковой (см. монитор за сентябрь 2013 года), и вот новый. С 16 октября заблокированы DDOS-атаками все три независимых общественно-политических сайта химкинских активистов - ecmo.ru, dmp-skhodnya.info и gshimki.ru. Атаки столь мощные, что специалисты до сих пор с ними не справились. Граждане подозревают, что возобновление атак связано с возвращением в администрацию людей из команды экс-мэра Владимира Стрельченко. При Стрельченко атаки на сайты активистов были непрерывными и прекратились только после его ухода. Более того, месяц назад от источника в администрации Химок стало известно, что там ищут «хакера», который будет выводить из строя сайт защитников Химкинского леса ecmo.ru на постоянной основе.

ОКТЯБРЬ, 22
«Московский комсомолец»
Несколько человек пострадали в результате инцидента в редакции «Московского комсомольца» в Москве, сообщили корреспонденту «БалтИнфо» коллеги из «МК». По их данным, охранник здания, тушивший возгорание, а также пять сотрудниц редакции, в том числе журналистки, оказались в машинах скорой помощи. «Охранник пострадал при тушении пожара, у него незначительные ожоги, а девушки надышались дымом», - сообщили очевидцы. По их словам, около 12.30 в вестибюль здания зашли двое неизвестных, которые бросили внутрь фальшфейер, а также дымовые шашки. Пиротехника упала на стопку газет, в результате чего возник пожар. Через несколько минут все здание «МК» с первого по седьмой этаж оказалось затянуто дымом. Тем не менее, редакция продолжает работу, хотя большинство сотрудников или самостоятельно покинули помещение, или были эвакуированы. Пожарные уже покинули место происшествия, полицейские продолжает работу – отсматривают записи камер видеонаблюдения, опрашивают свидетелей. По словам сотрудников редакции, накануне стены здания «МК» были разрисованы красными фаллическими символами. Журналисты считают эти события связанными. В главных управлениях МВД И МЧС подтвердили факты инцидента в здании «МК» на улице 1905 года. По факту хулиганства возбуждено уголовное дело.

ОКТЯБРЬ, 22
Twitter издательского дома «Аргументы и факты»
Представители издательского дома «Аргументы и факты» обратились в главный офис Twitter с просьбой защитить аккаунт газеты от хакерских атак. Об этом со ссылкой на заместителя главного директора издательского дома Наталью Лосеву сообщило агентство ИТАР-ТАСС. По словам Лосевой, руководство «АиФ» делает все возможное для защиты своего аккаунта в социальной сети. В частности, издательством практикуется частая смена паролей и ограничение настроек приватности своего аккаунта. Однако, как заявила Лосева, газета не в состоянии осуществлять постоянный технический контроль за своими страницами в соцсетях. Попросить руководство Twitter о дополнительной защите было решено после взлома аккаунта «АиФ», произошедшего 22 октября. Злоумышленники, получившие доступ к учетной записи газеты, разместили твит, сообщавший о смерти бывшего президента СССР Михаила Горбачева. Сообщение было оперативно удалено владельцами аккаунта. Как отметила, Наталья Лосева, этот случай стал уже вторым подобным взломом за последнее время.

ОКТЯБРЬ, 22
Сергей Резник
В Ростове-на-Дону совершено нападение на блоггера и журналиста Сергея Резника. Ему причинили травмы двое злоумышленников, вооруженных травматическим оружием и бейсбольной битой. На Сергея Резника преступники напали вечером, подкараулив его во дворе многоэтажки, сообщает 161.ru со ссылкой на жену пострадавшего. Когда Резник и его супруга подходили к своему дому, к ним приблизились двое мужчин. «У одного из нападавших был, как я успела заметить, и думаю, травматический пистолет», - пояснила жена Сергея. Злоумышленник выстрелил в блоггера, но тот увернулся от пули. «Увернуться от биты, к сожалению, не смог. На Сергея обрушились сильные удары в область шеи, спины, опухла правая рука, - рассказывает жена журналиста. - Много ссадин по всему телу». На место происшествия были вызваны медики и полицейские, после чего пострадавшего госпитализировали. По информации «Журдома», нападавшие произвели два или три выстрела в блоггера. Потом они били потерпевшего, лежащего на земле. Спугнули преступников жильцы дома, выскочившие из квартир на шум. Сергей Резник находится в жестком конфликте с городскими властями. На него заведено пять уголовных дел. А буквально только что он получил еще и прокурорское предупреждение за материалы в его ЖЖ. Сергей Резник в ответ высмеял и прокурорскую бумагу, и самого прокурора, отмечает пресса. По факту избиения блогера следственным отделом ОП №6 (Первомайский район) УМВД России по Ростову было возбуждено уголовное дело по статье 213 УК РФ («Хулиганство») и по статье 116 УК РФ («Побои»).

ОКТЯБРЬ, 22
Алина Гребнева
Сотруднице редакции радио «Эхо Москвы» Алине Гребневой не позволили задать вопрос о теракте в Волгограде министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву. Конфликтная ситуация произошла на открытии выставки «Интерполитех» во Всероссийском выставочном центре в Москве. О произошедшем Алина Гребнева рассказала на своей личной странице в Facebook. «Меня сегодня чуть не задержали за попытку задать вопрос министру внутренних дел», – сообщает Алина. По ее словам, инцидент произошел во время посещения выставки «Интерполитех» в ВВЦ, на которой присутствовали министр внутренних дел Владимир Колокольцев, глава МЧС Владимир Пучков и депутат Госдумы Ирина Яровая. Исходя из рассказа Гребневой, представление экспозиции зарубежным коллегам сопровождалось словами: «Мы обеспечим безопасность на должном уровне». После этого корреспондент «Эха» решила задать вопрос о теракте, который 21 октября произошел в Волгограде. «В первый раз смогла в лицо министру сказать только: «А можно вопрос по Волгограду?». Он, как ни в чем не бывало, прошел мимо», – пишет Алина. Затем к журналистке подошла помощница главы МВД и отметила, что формат встречи не предполагает вопросов. Однако Гребнева не сдалась: «Стоят, значит, Колокольцев с Пучковым у какого-то подводного аппарата и говорят про рыболовов (я не шучу). Дожидаюсь окончания их диалога о рыбалке и снова пытаюсь спросить. На словах «Владимир Александрович, а можно не про рыбалку…» меня сзади хватают за руки и оттаскивают в обратную сторону от министра». «В итоге за меня взялись сотрудники УВД СВАО, – пишет Гребнева. – Забрали мой паспорт, назвав это «проверкой документов», переписали все данные, пробили по всем своим базам и стали уверять, что у меня липовая регистрация в Москве. Тут и появилось их «ненавязчевое», как они умеют, «мы с вами сейчас проедем в отделение». Продержали меня в уголке 75 павильона около 40 мин. Все это время помощница Колокольцева и остальные (видимо уже служба безопасности) все время кому-то звонили». «В конце концов, отдали документы, извинились (!) и с прищуром в глазах напомнили о внесенных изменениях в закон о СМИ. О клевете, короче. Еле сдержалась, чтобы не сказать напоследок: вот пока вы тратите время на таких, как я, у вас автобусы и взрывают», – резюмирует Гребнева.

ОКТЯБРЬ, 22
СМИ Карелии
В Петрозаводск прибыл факел Олимпиады. Люди за час выстраивались вдоль ленточного ограждения, чтобы сфотографировать факел и посмотреть эстафету. За тем, чтобы никто не удумал потревожить спокойствие носителя огня, следили полицейские, волонтёры в синем и служба безопасности в красном (СБ). К слову, с десяток СБ плотным кольцом держались вокруг факелоносца, не давая приблизиться даже на метр, чтобы сделать удачный кадр или заснять видео. При этом под горячую руку службы безопасности попадали не только рядовые граждане, но и представители карельских СМИ. Люди в красном отнюдь не вежливо отодвигали аккредитованных фотографов, бурча, чтоб не приближались и вообще держались подальше. А на просьбу чуть сдвинуться в сторону, угрюмо отвечали, что двигаться никуда не будут, а кому надо – пусть сами оббегают. Не везло даже местным телевизионщикам. Конечно, руками за камеру их не хватали, но путь преграждали, брали за плечи и просто разворачивали подальше от улыбающегося факелоносца. Но всё же один оператор попал под горячую руку и даже заполучил пару синяков на память об Олимпиаде. Пытаясь заснять одного из носителей огня на улице Лыжная, молодой человек то ли слишком близко подошёл, то ли ещё что. Но блюстители порядка стали распускать руки. А оператор, оберегая дорогостоящую аппаратуру, пытался увернуться от их крепких объятий. Благо, камеру удалось уберечь.

ОКТЯБРЬ, 23, 25
ИА «Росбалт»
Иск Роскомнадзора о лишении ИА «Росбалт» лицензии – не единственный, который надзорное ведомство предъявило информагентству. В мировом суде Кунцевского района Москвы №198 пройдут сразу два слушания по делу о нарушении запрета на распространение контента, содержащего нецензурную брань. Информагентство будет отвечать перед судом по еще двум исковым требованиям Роскомнадзора по статье 13.21 КоАП в части 3, предусматривающей наложение административного штрафа и конфискацию предмета правонарушения «за изготовление или распространение продукции средства массовой информации, содержащей нецензурную брань». 25 октября мировой судья Сергей Астахов, рассмотрев первое дело об административном правонарушении, инициированное Роскомнадзором против информационного агентства «Росбалт», оштрафовал главного редактора агентства Николая Ульянова на 10 тыс рублей.

ОКТЯБРЬ, 23
«Экспресс-газета»
Бутырский суд Москвы в отклонил иск ведущей телепрограммы «Давай поженимся» Розы Сябитовой о защите чести и достоинства и взыскании компенсации в размере 1 миллиона рублей. Об этом сообщил адвокат Сергей Жорин, представляющий интересы ответчиков по гражданскому делу. Иск был подан к «Экспресс-газете» и бывшему помощнику телеведущей Ивану Ирбису, который дал изданию интервью о деятельности брачного агентства Сябитовой. В результате в «Экспресс-газете» появилась статья под заголовком «Обманутые невесты Розы Сябитовой», ставшая причиной судебного разбирательства (см. ОКТЯБРЬ, 23
«Комсомольская правда»
Телеканал «Т-7»
В Перми руководство УФССП проверяет деятельность судебного пристава, допустившего беспорядки и нападение на журналистов в суде. Инцидент произошел в участке мирового суда Перми. Двое фигурантов по делу об избиении шестиклассника Микаэл Микаэлян и его племянник Арто Мукаэлян во время ожидании судьи напали на журналистов. Микаел Микаелян силой вытолкал из зала фотографа «Комсомольской правды» Алексея Журавлева, а Арто Мукаэлян толкнул одного из работников пермского телевидения «Т-7», ударил при этом по видеокамере и повредил ее. Во время скандала сама судья находилась в совещательной комнате. Судебные приставы в зале не появились, хотя могли видеть стычку на экране с камеры видеонаблюдения. Предварительные итоги проверки в управлении обещали озвучить к концу дня.

ОКТЯБРЬ, 24
Денис Синяков
Кьерон Бриан
Следственный комитет России изменил статью обвинения в отношении активистов Greenpeace, совершивших нападение на платформу «Приразломная», на более мягкую. Такое решение следователи приняли спустя месяц после заявления Владимира Путина, который ранее публично усомнился, что активистов нужно считать пиратами. Напомним, что в числе задержанных оказались фотографы Денис Синяков и Кьерон Бриан, снимавшего акцию активистов Greenpeace возле нефтяной платформы «Приразломная» в Баренцевом море - 18 сентября экологи на моторных лодках, спущенных с ледокола Arctic Sunris, подплыли к нефтяной платформе «Приразломная» и попытались взобраться на нее. Этому помешали российские пограничники, которые прекратили акцию, а затем отбуксировали ледокол в Мурманск. Все находившиеся на борту судна были задержаны. В результате проверки, проведенной Следственным комитетом РФ, было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 227 УК РФ («Пиратство, совершенное организованной группой») - см. монитор за сентябрь 2013 года. Как сообщает официальный сайт СК, действия нападавших на платформу «Приразломная» были переквалифицированы со статьи «Пиратство» на статью «Хулиганство».

ОКТЯБРЬ, 24
Максим Новиков
Вечером в Твери у подъезда собственного дома избит журналист, политолог, преподаватель истории и известный блогер Максим Новиков. В социальной сети на своей личной странице он около 4 утра разместил фотографию. Скорей всего, мужчина сам себя сфотографировал, чтобы показать следы побоев. К ней он добавил подпись: «Всем привет, вечером избит у подъезда собственного дома, похитили ноутбук и документы, а так вроде цел. Журналист - опасная профессия!». Неизвестные преступники нанесли Новикову несколько ударов битой по голове и лицу, применили электрошокер. В результате нападения он получил травму височной кости. Журналист, сотрудничающий с Радио Свобода, радио «Эхо Москвы», сайтом Каспаров.Ру, связывает произошедшее со своей профессиональной деятельностью, так как нападавшие похитили у него только ноутбук и документы и больше ничего у него даже не пытались найти и отнять. Максим обратился в полицию, где обещали повести проверку по факту нападения. Последние публикации Новикова были связаны с проблемой межнациональных отношений и экономического рейдерства.

ОКТЯБРЬ, 24
Станислав Микрюков
Сайт «НовоТомск»
На томского журналиста Станислава Микрюкова, известного в городе по разоблачительным материалам в адрес высокопоставленных чиновников, продолжается давление со стороны властей. Уже в шестой раз русскому корреспонденту, родившемуся в Узбекистане, пришел отказ в выдаче гражданства РФ. Микрюков живет в регионе уже 16 лет. За это время он получил в Томске два образования – высшее и средне-специальное. Кроме того, постоянно предпринимаются попытки заблокировать оппозиционный сайт «НовоТомск», на котором работает журналист. По мнению экспертов, скорее всего, эта ситуация связана с профессиональной деятельностью Микрюкова, который умудрился «насолить» и теперь уже экс-мэру Томска Николаю Николайчуку, и главе регионального УМВД, и городскому прокурору. Зимой Станислава Микрюкова пытались депортировать из страны. Формальным основанием стало аннулирование разрешения на временно проживание: якобы корреспондент не уведомил Федеральную миграционную службу сначала о смене места работы, а затем – места жительства. Ситуация получила общероссийский резонанс: мигранты тысячами получают гражданство без особых проблем, а русского журналиста с высшим образованием пытаются выдворить (см. монитор январь 2013 года). После вмешательства федеральных СМИ, председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова вопрос о депортации был отложен. Была даже информация о том, что начальник УФМС по Томской области Александр Романов пригласил Микрюкова к себе и пообещал вид на жительство вместо временного разрешения. Шум за прошедшие месяцы поутих. И недавно журналисту вот уже в шестой раз пришел отказ от ФМС в получении гражданства. «За последний год я получил, в общей сложности, шесть отказов в предоставлении гражданства России от органов ФМС РФ и администрации президента России, – рассказал «ФедералПресс.Сибирь» Станислав Микрюков. – В ближайшие дни должен прийти и седьмой отказ. Русские беженцы из республик СНГ современной России не нужны ни в каком качестве, они поставлены даже ниже полуграмотных гастарбайтеров. Именно такой вывод можно сделать на основе данных «ответов». Не знаю уже, к кому мне и обращаться. Может, мне стоит актера Жерара Депардье лично об этом попросить? Ведь смог же Жерар Депардье гражданство РФ в течение четырех дней получить». Получить российское гражданство томский журналист пытается около 16 лет. В Томске он получил высшее и средне-специальное образование. По словам Микрюкова, он вернулся на историческую родину в 90-х, потому что в Узбекистане жить было невозможно из-за отношения местного населения к русским. Университетский диплом он получил 30 июня 2002 года. А на следующий день, 1 июля, начал действовать закон об упрощении порядка выдачи гражданства для тех выходцев из стран бывшего СССР, кто окончил вуз в России. И вот этот один день разницы, в том числе, стал одной из многочисленных причин отказа. Впрочем, причины находились всегда. О депортации же речь зашла после серии скандальных публикаций, написанных Станиславом. В частности, он проводил журналистское расследование, как удалось получить начальнику УМВД по Томской области генералу Игорю Митрофанову в подарок от депутатов квартиру стоимостью 12 млн рублей. Еще он писал про автомобильную аварию с участием судьи Ирины Ананьевой, по совместительству гражданской жены Виктора Гречмана, который является прокурором города Асино и сыном экс-начальника областного УВД. После всего этого томские чиновники и правоохранительные органы посчитали Микрюкова узбеком. В феврале 2012 года задержали на пикете движения «Солидарность» и завели административное дело. Правда, за нарушение миграционного законодательства. В итоге – «нарушение режима пребывания в стране». По словам Микрюкова, его оппозиционный сайт «НовоТомск» многим «мозолит глаза»: 9 октября его даже заблокировали по требованию горизбиркома, и сайт был вынужден сменить адрес.

препятствование деятельности интернет-изданий / другое – 7 раз

ОКТЯБРЬ, 25
Газета «Общественный защитник»
Жители Златоуста (Челябинская область) вот уже месяц живут в лесу и жгут там костры, чтобы согреться. Нет, они не сошли с ума, и не покинули свои квартиры навсегда. Таким способом они защищают реликтовый сосновый лес от вырубок его коммерческими структурами. Последние сговорились с властью и втихую приватизировали национальное достояние - 35 гектаров реликтового леса, ставшего для горожан местом для прогулок. Жителей поддержали СМИ и блогосфера. Чиновникам это крайне не понравилось, и глава Златоуста Вячеслав Жилин написал очередное исковое заявление (ранее он судился с защитниками леса). На сей раз - о защите чести, достоинства и деловой репутации, в Калининский районный суд Челябинска на редакцию газеты «Общественный защитник». Ему не понравилась фраза в статье о ситуации с «Весёлой горкой» (так называется лесная зона отдыха златоустовцев). Вот она, эта фраза: «Жилин, неоднократно обнадеживая жителей, подписал разрешение на строительство». Оскорбленный глава требует выплатить ему 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда за порушенную деловую репутацию. Ну, и опровергнуть данные сведения в газете. Журналисты местных изданий тут же привели в интернете массу доказательств, в том числе - видео с главой, где он обещает сохранить реликтовый лес, и сканы его распоряжений о передаче этих же лесных участков под строительство торгово-досуговых комплексов. Непонятно, что глава Златоуста считает нанесением вреда его репутации?! Что такого порочащего или оскорбительного содержится во фразе, за которой стоит масса доказательств? Может глава забыл, о чем говорил своим «избирателям» совсем недавно? Но если он страдает амнезией, чего вполне справедливо опасаются златоустовцы, ему надо бросать эту нервную работу.

ОКТЯБРЬ, 26
Тайир Ачитаев
Корреспондент хакасской редакции «Комсомольской правды» Тайир Ачитаев избит вечером в Абакане. Он возвращался с приятелем из кафе, когда на них напали трое. Парней сбили с ног и стали бить по голове. У журналиста похитили сотовый телефон и 4 тыс. рублей. «Тайир находится в нейрохирургическом отделении абаканской городской больницы. Со слов его мамы, лицо молодого человека - один сплошной синяк. По прогнозам врачей, он проведет на больничной койке не меньше месяца», - рассказала главный редактор «КП Хакасия» Надежда Ильченко. ИА «Хакасия» сообщает, что «в последние две недели корреспонденту «КП» несколько раз звонили и молчали в трубку». Кроме того, Тайир активно участвовал в поисках без вести пропавшей женщины. В МВД по Республике Хакасия проводится проверка по факту избиения журналиста. «В настоящее время проводятся все необходимые мероприятия, связанные с выяснением обстоятельств произошедшего и установлению причастных к нападению лиц. Следователем СУ УМВД России по г. Абакану решается вопрос о возбуждении уголовного дела. По предварительному заключению, нападение на журналиста было совершено неизвестными лицами из хулиганских побуждений», - говорится в сообщении МВД.

ОКТЯБРЬ, 27
Эдвальд Юнгблюд
В Абакане вечером зверски избит звукорежиссер телеканала РТС Эдвальд Юнгблюд. Директор РТС Ольга Ширковец уточнила, что его избили в районе тубдиспансера. При этом директор губернаторского телеканала подчеркнула, что инцидент никак не связан с профессиональной деятельностью сотрудника. «Мы обо всем знаем со слов брата Эдвальда, - рассказала Ольга Валериановна, - звукорежиссер был в гостях у брата, когда возвращался, вызвал такси и ждал его на улице». Остановился проезжавший мимо автомобиль. Возникла драка. Кто был зачинщик, из-за чего произошла ссора, выясняют правоохранительные органы.

ОКТЯБРЬ, 27
Russia Today
В центре Москвы жестоко избита 40-летняя гражданка Марокко, корреспондентка телеканала Russia Today. Как сообщил корреспонденту «БалтИнфо» источник в правоохранительных органах, по предварительным данным, в субботу около 6 утра, темнокожая женщина вышла из дома, где проживает в Москве, чтобы уехать на работу и в этот момент на нее напали несколько мужчин. Они жестоко ее избили ногами, после чего скрылись с места происшествия. По предварительным данным, у потерпевшей ничего не пропало. Свидетели вызвали скорую помощь. Пострадавшая доставлена в одну из городских больниц и госпитализирована. По факту произошедшего начата проверка. По версии полиции, нападение не связано с профессиональной деятельностью журналистки, а также с межнациональным конфликтом. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

ОКТЯБРЬ, 28
Сергей Жигалин
Станислав Вахрушев
Журналист издания «Итоги74» Сергей Жигалин был задержан полицейскими, когда пытался попасть в администрацию Челябинской области, не оформив пропуск. Вместе с ним сотрудники полиции задержали и пытавшегося пройти в резиденцию губернатора главного редактора издания Станислава Вахрушева. По словам Вахрушева, он вместе с Жигалиным пришел в правительство Челябинской области около 16 часов. На входе они представились журналистами, но когда встречающий посетителей охранник попросил их предъявить пропуск из пресс-службы, сделать это отказались. Они попытались убедить охранника в том, что пропускной режим в здании предполагает исключительно уведомительный, а не разрешительный порядок, и не обязывает журналистов согласовывать с кем-либо цель и программу своей работы. После этого Сергей Жигалин поднялся на третий этаж. Охранника доводы не убедили, и он нажал тревожную кнопку. После часа с лишним общения с полицейскими Жигалина и Вахрушева попросили проехать в отделение полиции для составления в отношении них протоколов об административных правонарушениях: за нарушение режима охраняемого объекта и за невыполнение требования сотрудников полиции. «Журналистика в силу характера своей деятельности носит спонтанный характер. Какое-либо согласование в журналистике невозможно по определению. Согласование с чиновниками запрещено Конституцией - это цензура. Я как главный редактор по своему желанию могу уведомить (а могу и не уведомить) пресс-службу и руководителя администрации губернатора Челябинской области о своем намерении освещать какое-то мероприятие. В ответ чиновники обязаны обеспечить в выбранное мною время возможность комфортного осуществления мною своей журналистской деятельности», - написал в своем блоге Станислав Вахрушев. В качестве довода Вахрушев приводит письмо от 4 октября 2013 года от вице-губернатора Николая Сандакова, который сообщает, что для прохода в здание нужны только паспорт и редакционное удостоверение. «Я как журналист не считаю целесообразным уведомлять ни секретарей, ни пресс-службу, ни руководителя администрации губернатора о своем приходе», - резюмирует главред «Итогов74». На какое конкретно мероприятие собирались попасть Вахрушев и Жигалин, в блоге не уточняется. В это время никаких мероприятий с участием СМИ в правительстве области не было, как не было у них и договоренностей с кем-то из чиновников о встрече. В противном случае, как уточнили в пресс-службе губернатора, с паспортами и редакционными удостоверениями их бы пропустили.

ОКТЯБРЬ, 28
Владислав Мурашов
В Волоколамске (Московская область) неожиданно и при неоднозначных обстоятельствах сгорел автомобиль журналиста, внештатного корреспондента «Волоколамской недели» и руководителя информационного портала «Ламаград» Владислава Мурашова. Выдвигаются разные версии, но большинство коллег связывает случившееся с профессиональной деятельностью Мурашова. Свой автомобиль «Ниссан» В. Мурашов поставил на автостоянку во дворе дома в Новосолдатском переулке 26 октября, и два дня к нему не подходил. В третьем часу ночи 28 октября машина загорелась. Первым загорание заметил сосед с нижнего этажа дома. Он поднял тревогу и даже пытался тушить огнетушителем, но огонь был слишком сильный. Пожарные приехали довольно быстро, они сбили пламя и, казалось бы, ликвидировали пожар. Но машина продолжала дымиться. Поэтому приехал еще один пожарный расчет и залил автомобиль пеной. В результате пожара был уничтожен не только автомобиль, но и находившиеся в нем фото-, видеотехника и планшет с материалами, над которыми Владислав работал в последнее время. В. Мурашов известен своими разоблачениями коррупции среди чиновников, выявлением фактов нарушения законодательства. «Несмотря на то, что часть материалов была уничтожена, я намерен все восстановить», – заверил Владислав. Установлением причин пожара занимаются в Волоколамском отделе МЧС.

ОКТЯБРЬ, 28
СМИ Ленинградской области
Сотрудники полиции задержали подозреваемого в попытке совершения кражи в помещении одной из местных газет города Тихвина (Ленинградская область). Как сообщили «БалтИнфо» в УВО ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, в минувшую пятницу в 10.40 МСК наряд группы задержания вневедомственной охраны в редакции местной газеты Тихвина задержали мужчину, проникшего в редакцию, взломав входную дверь с целью кражи. Задержанный доставлен в ОМВД. По данному факту будет принято процессуальное решение.

ОКТЯБРЬ, 28
Игорь Зубов
Санкт-Петербургский городской суд рассмотрит жалобы петербуржцев, задержанных во время разгона сентябрьского народного схода у метро «Ломоносовская». На закрытом заседании 22 сентября 16 задержанных были приговорены к арестам от 1 до 15 суток и штрафам от 10 до 13 тысяч рублей. В частности, будут рассматриваться дела внештатного журналиста, медицинского работника, водителя, рабочего завода, предпринимателя. Во время разгона народного схода у метро «Ломоносовская» под горячую руку петербургских полицейских попало немало посторонних людей. В переулке Матюшенко, дом 8, были задержаны: прохожие, идущие из магазина, несовершеннолетние, инвалид 2-й группы, гражданин чеченской национальности, сотрудник полиции без документов и многие другие. По словам журналиста-внештатника Игоря Зубова, его задержали, когда он снимал, как людей помещают в автобус. В рапортах написали, что журналист «сопротивлялся и в автобус был доставлен силой».

ОКТЯБРЬ, 29
Съемочная группа портала НеСекретно
Съемочная группа телеканала «Урал-Информ ТВ»
В Пермском крае сегодня съемочная группа независимого информационно-аналитического портала НеСекретно по приглашению жителей Полазны приехала на сход жителей поселка. Сотрудники УВД задержали журналистов для дачи объяснений, пытаясь узнать, кто организовал сход. Также в Полазне работала съёмочная группа телеканала «Урал-Информ ТВ». Главный редактор газеты «Пермские губернские ведомости», которая входит в тот же медиахолдинг, что и «Урал-Информ ТВ», Илья Изотов сообщил, что журналисты телеканала также были задержаны полицией. «Отпустили только с распиской в предупреждении, что проведение несанкционированных акций незаконно», - добавил Изотов. В пресс-службе ГУ МВД России по Пермскому краю пояснили, что журналисты не были задержаны, их лишь пригласили для дачи показаний. По факту проведения несанкционированного мероприятия проводится проверка. Полазненцы возмущены тем, что им предъявляют земельный налог на доли участков под многоквартирными жилыми домами. Всего налог предъявили жителям 25 домов. При этом свидетельств о праве собственности на землю у жителей нет. В известность о проведении работ по формированию участков (это было сделано администрацией за бюджетные деньги) жителей не поставили. Полазненцы удивлены и кадастровой стоимостью земельных участков под их домами (цена за сотку примерно такая же, как в Перми).

задержание – 2 раза / отказ в инф – 2 раза

ОКТЯБРЬ, 30
Газета «Аргументы и факты – Прикамье»
Пермский краевой суд 30 октября оставил без удовлетворения апелляционную жалобу обвиняемого в педофилии Сергея Кривоногова, который оспаривал действия главного редактора издания «Аргументы и факты – Прикамье» Марины Масленниковой. ФЗГ в дайджесте № 623 рассказывал о тяжбе, затеянной истцом после публикации в «АиФ-Прикамье» за 2012 год корреспонденции «Охота на обидчиков детей». Со ссылкой на краевую прокуратуру в газете сообщалось, что ранее судимый за педофилию 63-летний житель Перми С. Кривоногов вновь уличен в подобных преступлениях и ему назначено 17 лет лишения свободы (см. монитор за август 2013 года). На момент публикации приговор в законную силу не вступил, поэтому С. Кривоногов обратился в Мотовилихинский районный суд Перми с требованиями признать незаконными действия главного редактора Марины Масленниковой и напечатать опровержение. В свою очередь, журналисты представили свое доказательство - распечатку с официального сайта краевой прокуратуры, где 12 декабря 2012 года была размещена информация о приговоре С. Кривоногову. Хотя Верховный суд РФ затем отменил этот обвинительный приговор и вернул уголовное дело в Пермь на новое рассмотрение, судья из Мотовилихи Ольга Комаренко признала иск необоснованным. Ведь статья 57 Закона РФ «О СМИ» освобождает главного редактора от ответственности за распространение сведений, которые содержатся в материалах пресс-служб государственных органов. На заседании краевого суда 30 октября истец присутствовал в режиме видеоконференцсвязи. Из-за решетки он пытался убедить в правомерности заявленных требований и необходимости отменить решение районного суда. Адвокат Андрей Савинов, представляющий ответчика, поделился с ФЗГ впечатлениями: «Такой добренький, аккуратненький, говорит грамотно и продуманными фразами». Судьи встали на сторону журналистов, которые в спорной публикации точно исполнили общественный долг.

ОКТЯБРЬ, 30
Телекомпания «Останкино»
Алексей Пиманов
В Московском горсуде было рассмотрено дело по иску экс-главы Челябинского областного суда Федора Вяткина к телекомпании «Останкино» и телеведущему передачи «Человек и закон» Алексею Пиманову о возложении обязанности опровергнуть распространенные сведения. Кассационная жалоба телекомпании оставлена без удовлетворения. Решение Останкинского районного суда вступило в законную силу. 8 декабря 2012 года в телепрограмме «Человек и закон» вышел скандальный сюжет. В нем рассказывалось, что Вяткин, будучи председателем Челябинского облсуда, был вовлечен в действующую преступную группировку «калининская семья», участвовал в мнимой сделке по обмену неравноценного земельного участка с недостроенным фундаментом на элитную квартиру, оказывал давление на судей, а также причастен к совершению тяжких преступлений. Отметим, сюжет транслировался за несколько дней до рассмотрения Высшей квалификационной коллегией вопроса о назначении Вяткина на второй срок уже занимаемой должности. После выхода сюжета в эфир Федор Вяткин направил в суд исковое требование, где просил телекомпанию и лично ведущего программы Пиманова опровергнуть в эфире данную информацию, поскольку она не соответствует действительности. Требований о компенсации морального вреда Вяткин не заявлял. 16 августа 2013 года Останкинский районный суд Москвы удовлетворил иск частично, обязав телекомпанию дать опровержение, однако Пиманова признал ненадлежащим ответчиком. Распространенные в телепрограмме сведения были признаны недействительными (см.монитор за сентябрь 2013 года). В ходе кассационного рассмотрения по жалобе телекомпании 30 октября Мосгорсуд согласился с решением суда первой инстанции. На заседании представитель ответчика заявил, что один из аргументов стороны истца – указание на непроверенность распространенных в телесюжете сведений. Но, по его словам, журналист «не может выявить истину в последней инстанции», а лишь использует тот материал, который поступает к нему в виде письменных или свидетельских доказательств.

ОКТЯБРЬ, 30
ИА «Росбалт»
Мосгорсуд лишил свидетельства о регистрации СМИ информационное агентство «Росбалт», удовлетворив, таким образом, иск Роскомнадзора. Роскомнадзор настаивал на аннулировании свидетельства, обосновывая свою позицию тем, что в редакции неоднократно в течение последнего года нарушали ст. 4 закона о СМИ – «Распространение материалов, содержащих нецензурную брань». В «Росбалте» уже пообещали обжаловать решение Мосгорсуда в Верховном суде РФ. В пресс-службе агентства отказались комментировать вынесенный вердикт. В «Росбалте» признали, что в 2013 году они действительно получили два предупреждения от Роскомнадзора, но касались они «не материалов сотрудников и внештатных авторов агентства, а стороннего контента - видеороликов с YouTube».

ОКТЯБРЬ, 30
Сайт ЗАКС.Ру
Сайт информацинно-аналитического портала ЗАКС.Ру заблокирован провайдером «Вэб Плас». Об этом Лениздат.Ру сообщил главный редактор ЗАКС.Ру Олег Мухин. По его словам, причину блокировки сайта провайдер объяснить не в состоянии. «Сегодня наши читатели из администрации МО Черная Речка сообщили нам, что не могут зайти на сайт. Провайдер пишет им, что доступ к сайту запрещен в связи с нарушением законодательства, которое якобы допустили мы. Наши неоднократные попытки выяснить у самого провайдера, по каким причинам он заблокировал доступ к ЗАКС.Ру, успехом не увенчались», - пояснил Лениздат.Ру Олег Мухин. Так, по его словам, на сайте провайдера размещены телефоны только всевозможных клиентских служб. Ни контактов пресс-службы, ни телефонов руководства компании там нет. А клиентские службы требуют сказать им номер договора, без которого чуть ли не отказываются продолжать общение. «В итоге в абонентском отделе нам все-таки сообщили, что доступ к ЗАКС.Ру они заблокировали. Но ни когда, ни на каком основании, сказать не смогли. Пообещали попробовать разобраться завтра», - добавил Мухин. Редактор ЗАКС.Ру также добавляет, что никаких законных оснований блокировать доступ к сайту нет. Претензий к интернет-ресурсу ни у Роскомнадзора, ни у других органов власти в последнее время не возникало.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни