Результаты мониторинга
9 Октября 2013 года

Результаты мониторинга ФЗГ – сентябрь 2013

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 6 (съемочная группа НТВ, Москва; Владимир Роменский, корреспондент телеканала «Дождь» и Евгений Комиссаров, оператор телеканала «Дождь», оба - Москва; Татьяна Ревенкова, генеральный директор телеканал «Химки-ТВ», Московская область; Владимир Кантемир, шеф-редактор газеты «Вечорка», Чита; Игорь Кравчук, журналист издания «Экспресс-Камчатка – онлайн», Петропавловск-Камчатский; Сергей Семенов, корреспондент МТРК «Мир», Санкт-Петербург)

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 2 (телекомпания «Мир», Москва; СМИ Миасса, Свердловская область)

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 2 (Денис Синяков, независимый фотограф, Мурманск; Кьерон Бриан, независимый видео-оператор, Мурманск).

Увольнение редактора, журналиста – 3 (Светлана Лолаева, главный редактор интернет-издания «Газета.ru», Москва; Татьяна Ревенкова, генеральный директор телеканал «Химки-ТВ», Московская область; Андрей Ходорченков, главный редактор сайта телеканала «Дождь», Москва).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 2 (Денис Синяков, независимый фотограф, Мурманск; Кьерон Бриан, независимый видео-оператор, Мурманск).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 19

на сумму 1 960 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 11, удовлетворено – 6, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 75 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 31

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – ().

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 2 (телепрограмма «День за днем: Итоги недели», Свердловская область; журнал «ТелеШоу», Екатеринбург).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 4 (газета «Маяк», Свердловская область; газета «Качканарский рабочий» и газета «Качканарский четверг», обе - Свердловская область).

Препятствование выходу СМИ - 1 («Новая газета», Москва)

Препятствование деятельности интернет-изданий – 11 (сайт журнала «Искусство кино», Москва; представительство РИА Новости в Париже; сайт storonniki.info, Москва; сайты v-yakutia.ru, sakhalife.ru, nvpress.ru, aartyk.ru, shadrinnews.ru, все – Якутия; сайт телеканала «Дождь», 2 раза, Москва; Интернет во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – 4 (газета «Совершенно секретно», Хабаровский край; газета «Комсомольская правда в Калининграде», Калининград; газета «Нам не всё ясно», газета «Яблочный сказ», обе – Карелия)

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 2 (микрофон съемочной группы НТВ, Москва; фотокамера Дениса Синякова, независимого фотографа, Мурманск).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - 2 (газета «Свобода и слово», Московская область; телеканал «Восточный экспресс», Челябинск).

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 23

СЕНТЯБРЬ, 1
Сайт журнала «Искусство кино»
Неизвестные в ночь взломали сайт журнала «Искусство кино» и удалили с него все публикации за последние два месяца. Об этом «Ленте.ру» сообщил шеф-редактор сайта Евгений Майзель. По его словам, хостинг-провайдер сайта уверен, что атака была целенаправленной и осуществлялась хакерами, а не ботами, поскольку ее уровень был значительно выше, чем у среднестатистических вирусных атак. По его словам, на данный момент весь удаленный контент удалось восстановить из резервной копии. Е. Майзель отметил, что в ближайшие дни редакция совместно с провайдерами проведет по факту взлома собственное расследование с целью установить возможного заказчика хакерской атаки. По результатам расследования будет решено, стоит ли обращаться в правоохранительные органы. Е. Майзель связал взлом сайта с рядом опубликованных в журнале критических материалов, посвященных состоянию современной российской киноиндустрии. Он также не исключил, что причиной хакерской атаки стали высказывания главного редактора журнала Даниила Дондурея, в том числе его недавнее интервью газете «Ведомости», содержавшее нелестную оценку деятельности министра культуры Владимира Мединского. Журнал «Искусство кино» выходит с января 1931 года. Среди его авторов были Виктор Шкловский, Всеволод Пудовкин и Сергей Эйзенштейн, Сергей Параджанов, Андрей Тарковский, Сергей Урусевский. С 1993 года редакцию «Искусства кино» возглавляет критик и культуролог Даниил Дондурей, при котором издание помимо кино стало уделять внимание телевидению, интернету и современному искусству, а также стало публиковать больше аналитических материалов. Сейчас журнал выходит ежемесячно тиражом в четыре тысячи экземпляров.

СЕНТЯБРЬ, 1
РИА Новости
Группа РИА Новости в очередной раз подверглась хакерской атаке, на этот раз объектом взлома стал почтовый ящик представительства РИА Новости в Париже, расположенный на серверах крупной французской телекоммуникационной компании. Представители РИА Новости сообщили, что хакеры, называющие себя одним из ответвлений известной кибер-группировки Anonymous, в ночь на 1 сентября вывесили в сети набор документов, утверждая, что их источником стал взломанный ящик представительства агентства во Франции, а также сотрудника агентства, до недавнего времени работавшего в этом представительстве. Взломанный ящик использовался, прежде всего, для административно-хозяйственной и технической переписки, отмечается в сообщении представителей РИА Новости. Представитель агентства заявил, что некоторые документы, главным образом касающиеся вопросов деятельности бюро, и сканы личных документов действительно украдены из электронного почтового ящика представительства.

СЕНТЯБРЬ, 2
СМИ Волгограда
В Волгограде на пресс-конференции журналисты попросили депутата Госдумы Алевтину Апарину прокомментировать информацию о якобы имеющихся в распоряжении обкома КПРФ от полутора до двух тысяч открепительных удостоверений. Однако вместо комментариев журналисты услышали угрозы подать в суд на тех, кто задает такие вопросы, а также обещания уволить с работы журналистов муниципальных СМИ в случае, если коммунисты получат большинство в новом городском собрании».

СЕНТЯБРЬ, 2
Сайт storonniki.info
Сайт Центрального совета сторонников партии «Единая Россия», находящийся по адресу storonniki.info, подвергся DDoS-атаке. Об этом сообщил пресс-секретарь Центрального совета Анатолий Жильцов. Как говорится в официальном заявлении организации, атака на интернет-сайт началась утром в пятницу, 30 августа, и продолжается до сих пор. Сайт временно не работает. По факту DDoS-атаки уже направлено общение в управление «К» МВД России с просьбой провести расследование. В твиттере сторонников никакой информации о том, что сайт подвергся атаке, нет. Институт сторонников партии был создан «Единой Россией» в рамках развития программы взаимодействия с гражданами. Председателем Центрального Совета сторонников Политической партии «Единая Россия» является заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич, ранее руководивший Чеченским республиканским отделением партии.

СЕНТЯБРЬ, 2, 3
Игорь Цагоев
В Нальчикском городском суде 2 сентября продолжились слушания по уголовному делу журналиста Игоря Цагоева, обвиняемого в разбойном нападении. Известный журналист, ныне корреспондент «Московского комсомольца в Нальчике» Игорь Цагоев был задержан в столице Кабардино-Балкарии 8 мая 2013 года, спустя два дня арестован, а затем ему предъявили обвинение в разбойном нападении 13-летней давности (см. монитор за май – август 2013 года). С мая журналист находится под арестом, несколько раз меру пресечения продлевали по настоянию следствия, мотивируя тяжестью вменяемой статьи, а также тем, что Цагоев, якобы, может скрыться от следствия либо каким-то образом повлиять на ход расследования. Были ли на то реальные предпосылки, учитывая, что все эти 13 лет журналист не менял своего места жительства, от полиции никогда не скрывался, более того, самым активным образом сотрудничал со всеми силовыми структурами республики и округа и получал от их руководства заслуженные награды? Пожалуй, сейчас это вопрос больше философский, чем юридический. На практике: единожды «закрыв» фигуранта, правоохранители не любят публично менять свои решения. Так или иначе, дело дошло до суда. Явных противоречий всех собранных доказательств и их уголовной квалификации упорно не замечали ни на стадии предварительного следствия, ни в момент утверждения обвинительного заключения: разбой с незаконным проникновением в жилище – и точка. Клубок разночтений стал разматываться только на стадии суда. По сути. Потерпевшая Мадина У. утверждала, что подсудимый, придя к ней в квартиру 13 января 2000 года, несколько раз ударил ее по голове и похитил 1950 долларов. Журналист отрицает, что брал деньги у потерпевшей, и говорит, что ударил ее в результате возникшей между ними ссоры. Сама потерпевшая в ходе драки также в кровь расцарапала ему лицо. К Мадине У. обвиняемый пришел, чтобы переговорить с её мужем, который приставал к знакомой журналиста. В свою квартиру потерпевшая пустила Цагоева сама, узнав, что он разыскивает ее супруга. Узнав, что того нет дома, Цагоев попросил разрешения оставить ему записку, содержание которой и спровоцировало дальнейший конфликт. Однако в 2000 году потерпевшая ни слова не сказала в милиции про записку, утаив истинные причины драки, а заодно обвинила незнакомца в хищении денег. Не сообщила она в органы и о том, что спустя несколько месяцев встретила «разбойника» в городе. «Память» отказала потерпевшей на долгие 13 лет – вплоть до очной ставки с обвиняемым, когда он сам об этом напомнил женщине, утверждавшей, что нападавшего она видела только один раз – в день происшествия. Эти и многие другие нестыковки в показаниях Мадины У., показания свидетелей – как обвинения, так и защиты, вызвали серьезные сомнения в стройности доказательной базы. Следствие неверно квалифицировало действия Игоря Цагоева, заявила в ходе прений представитель прокуратуры Бэлла Ульбашева. Они не должны квалифицироваться как разбойное нападение. Цагоев ничего от потерпевшей не требовал и пришел к ней в дом совсем по другому поводу, а не с целью совершения разбоя, более того, был приглашен в квартиру самой потерпевшей, - признала представитель стороны обвинения. Прокурор попросила признать подсудимого виновным по статьям 155 УК РФ («Умышленное причинение легкого вреда здоровью») и 158 УК РФ («Кража, совершенная с причинением значительного ущерба гражданину»), но освободить его от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности. Однако сторона защиты считает, что факта хищения денег не было вообще. Допущенная в качестве общественного защитника Наталья Юсупова (собкор ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе) в прениях подчеркнула, что факт хищения денег не подтверждается ничем, кроме слов самой потерпевшей, а сомнения в её словах укрепляются при изучении противоречий. Общественный защитник обратила внимание суда на то, что Цагоева объявили преступником задолго до предъявления обвинения, разместив на сайте МВД информацию с данными журналиста и с его фотографией сразу после его задержания. При этом не был указан год совершения преступления. Кроме того, в информации содержался призыв к «гражданам, пострадавшим от преступных действий указанного лица» незамедлительно обращаться в полицию. Вызывают недоумение и обстоятельства задержания журналиста. Взять хотя бы хронологию событий 8 мая: из материалов дела следует, что задержали Цагоева в отделе полиции на основании анонимного звонка в дежурную часть УМВД по Нальчику. Содержание рапорта дежурного было озвучено в суде: некто узнал в мужчине, которого заводили в отдел, разбойника 13-летней давности и… убийцу ветерана Великой Отечественной войны Могилко. Позже Следственный комитет полностью исключил причастность Цагоева к громкому убийству 2013 года. Но вот вопрос: кто, почему и зачем заводил журналиста в полицию и кто тот бдительный аноним, находившийся в нужное время в нужном для следствия месте? В последнем слове Игорь Цагоев сказал, что признает свою вину в нанесении Мадине У. легких телесных повреждений, раскаивается и приносит извинения. «Мне тяжело и горько, но больше я ни в чем не виноват», - сказал он. Огласить приговор должны были 2 сентября, однако из-за того, что Цагоева по каким-то причинам из СИЗО не доставили в суд (якобы, не было конвоя), заседание перенесли на следующий день. Решением суда 3 сентября уголовное дело прекращено в связи с истечением срока давности, И. Цагоев был освобожден в зале суда.

СЕНТЯБРЬ, 3
«Комсомольская правда»
Арбитражный суд Москвы отклонил иск ОБУК «Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки» о взыскании с ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» 300 тысяч рублей за якобы незаконное воспроизведение музейных изображений. Представитель картинной галереи ранее сообщила, что издательский дом в книге из серии «Великие художники» незаконно опубликовал репродукции картин советского художника Дейнеки. По словам представителя музея, права на картины были переданы Курской картинной галерее им. А. А. Дейнеки министерством культуры. Согласно закону, репродукции картин можно публиковать только с разрешения картинной галереи, однако это разрешение получено не было, отметила юрист. Как сообщает РАПСИ, в ходе предварительного заседания представитель издательского дома заявил, что «КП» являлась только заказчиком альбома, в котором были опубликованы репродукции, а изготовило его ООО «Директ-медиа». В качестве третьих лиц в деле участвует ООО «Директ-медиа», а также Российское авторское общество.

СЕНТЯБРЬ, 3
Ольга Романова
Журналист Ольга Романова обратилась в Следственный комитет Тверской области с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении приставов, не пускавших ее на заседания по делу Ильи Фарбера. В ответ следователи требуют копии удостоверения журналиста и редакционного задания. 3 сентября в редакцию «Новой газеты» пришел запрос из Следственного комитета Тверской области. Копию документа опубликовала в своем аккаунте на Facebook журналист «Новой» Ольга Романова. В обращении к главному редактору издания Дмитрию Муратову правоохранители требуют предоставить им копии удостоверения журналиста и редакционного задания об участии Романовой в судебных заседаниях по делу Ильи Фарбера. В редакцию СК обратился в рамках проверки сообщения о преступлении судебных приставов города Осташков Тверской области, которые не пустили автора «Новой», исполнительного директора движения «Русь сидящая» Ольгу Романову ни на одно заседание по делу учителя Ильи Фарбера. «Поскольку я этим занимаюсь пять лет – хожу на суды и наблюдаю за неправосудно осужденными, - у меня такое ощущение, что есть прямое указание: не пускать. – прокомментировала ситуацию порталу Лениздат.Ру Ольга Романова. – И меня судебные приставы не пускали ни на одно заседание. Самое неприятное, что не пустили на приговор – это уже совсем вопиющее нарушение. Недопуск на судебное заседание гражданина – это вообще серьезное правонарушение, а недопуск журналиста – уголовное деяние». После каждой неудачной попытки попасть в суд Ольга Романова, по ее словам, ходила в региональное отделение СК и писала заявление о преступлении, которое предусматривает статья 144 УК РФ («Воспрепятствование законной деятельности журналиста»). К запросу копий документов из Тверского Следственного комитета Ольга отнеслась спокойно: «По крайней мере, они это проверяют, имеют право. Хотя приставам я показывала всё на свете, но мало ли что». Ольга Романова отметила, что не впервые сталкивается с правонарушениями со стороны сотрудников суда. «На сегодняшний день я уволила несколько судебных приставов, еще несколько оштрафованы, - заметила Ольга. - Уголовные дела, конечно, не заведены, но рано или поздно кто-нибудь попадется. Я надеюсь, так будет в этом случае». По ее словам, предварительное расследование будет проходить еще около пяти месяцев.

СЕНТЯБРЬ, 3
Газета «Свобода и слово»
Александр Елисов
В ФЗГ обратился главный редактор газеты «Свобода и слово» из Орехово-Зуева (Московская область) Александр Елисов. Он сообщил, что выход в свет очередного номера этой газеты оказался под угрозой срыва – 3 сентября «в самый разгар вёрстки, в редакции возникли люди в форме», которые искали редактора. Узнав, что его нет, на месте, один из них заявил: «Был бы здесь, увели бы под белы ручки». «Увести» редактора собрались представители службы судебных приставов, с которыми у редакции давний конфликт. А. Елисов считает, что «служба судебных приставов мстит за критические публикации о ней, а также за намерение провести журналистское расследование деятельности Орехово-Зуевского отдела, анонсированное ранее в газете «Свобода и слово». Что же привело приставов в редакцию независимого издания? Официальная версия - неисполнением решения суда о публикации опровержения. И вот здесь начинается самое интересное. Дело в том, что редакция уже размещала требуемое опровержение, после чего исполнительное производство было прекращено. Но истец, бывший милиционер, а ныне - сотрудник местной администрации, усмотрел в опубликованном опровержении несоответствие тому тексту, который был утвержден в судебном заседании. И потребовал публикации полного текста опровержения. Вскоре выяснилось, что текст был подготовлен неким техническим сотрудником, которому документ показался слишком длинным, и он его укоротил. По собственному усмотрению. После этого суд признал прекращение исполнительного производства незаконным и обязал приставов его возобновить. Но главное – все решения суда по этому делу еще не вступили в законную силу, они обжалованы, и окончательного решения конфликта еще нет. Однако приставы, тем не менее, явились в редакцию, чтобы принудительно доставить А. Елисова в отдел. При этом соответствующее постановление ему так и не предъявили. «Считаю произошедшее попыткой оказать на меня как главного редактора психологическое давление, а также силовым путём принудить к публикации еще одного опровержения», - заявил корреспонденту ФЗГ А. Елисов.

СЕНТЯБРЬ, 4
Владимир Филичкин
Газета «Южноуральская панорама»
Газета «Вечерний Челябинск»
Советский районный суд Челябинска отклонил иск бывшего заместителя управления ФСБ по региону Александра Рябченко к журналисту Владимиру Филичкину и двум газетам, органу правительства Челябинской области и Законодательного собрания «Южноуральская панорама» и муниципальному изданию «Вечерний Челябинск». Рябченко требовал защиты чести, достоинства и опровержения сведений в статьях, опубликованных в этих газетах. В своей статье «Иногда они возвращаются» (размещенной сразу в двух изданиях) журналист Филичкин намекал на связь бывшего чекиста с некой криминальной группировкой. Но суд не усмотрел в высказываниях автора клеветы. Дело о защите чести и достоинства поступило в суд в феврале 2013 года, когда в редакциях двух газет прогубернаторского холдинга силовики искали материалы, подтверждающие связь с развернувшейся в регионе пиар-компанией дискредитации и клеветы на председателя облсуда Федора Вяткина. Почему искали именно в редакциях? Потому что указания начать такого рода кампанию поступали одновременно во все СМИ прогубернаторского холдинга из областной администрации, и материалы, как правило, прежде всего выходили именно в изданиях, диктующих провластную политику в регионе – «Южноуральской панораме» и «Вечернем Челябинске». Именно к этим изданиям адвокаты экс-сотрудника ФСБ Рябченко и предъявили иски. Но в последнее время истцы почему-то потеряли всяческий интерес к процессам и даже перестали на них приходить. Возможно, этим и объясняется прекращение дальнейших разбирательств по делу. Либо чекист Рябченко решил пощадить журналиста Филичкина.

СЕНТЯБРЬ, 4
«Новая газета»
В Москве печать номера «Новой газеты», который должен был выйти утром, была сорвана, сообщается на сайте издания. Тираж вышел из типографии с огромным опозданием. «Газета попадет к читателям или подписчикам в среду вечером или, скорее всего, только в четверг», - предупреждает редакция. Причины произошедшего сбоя, по утверждению издания, неизвестны. «Мы разбираемся в произошедшем», - говорится в сообщении. В номере газеты от 4 сентября опубликовано большое интервью кандидата в мэры Москвы Алексея Навального олигарху Александру Лебедеву, совладельцу издания. Там же напечатана статья о муниципальном депутате Андрее Чернякове, который сейчас заключен в СИЗО по обвинению в вымогательстве. По словам Чернякова, следователи требуют от него оговорить Михаила Ходорковского, заявив о причастности бывшего олигарха к убийству мэра Нефтеюганска Владимира Петухова в 1998 году, а также дать показания на ряд лидеров белоленточного движения.

СЕНТЯБРЬ, 4
Владимир Иголкин
Облминздрав и Росздравнадзор, проводившие проверки по факту смерти редактора «Омского вестника» Владимира Иголкина, пришли к прямо противоположным выводам. Омские журналисты не верят в объективность комиссии облминздрава, проводившей проверку причин скоропостижной кончины их коллеги Владимира Иголкина. О недоверии чиновникам ведомства они заявили в открытом письме, опубликованном 4 сентября с.г. в еженедельнике «Коммерческие вести» и на ряде сайтов под заголовком «Умер Иголкин? Сам виноват – не надо было лечиться!». Подписались под этим письмом 70 журналистов и целиком 6 коллективов редакций областных и муниципальных газет. Напомним, многолетний редактор «Омского вестника» скончался на 58 году жизни вовсе не от того, от чего лечили его в клиническом медико-хирургический центре и в областной клинической больнице. Как сказано в справке о смерти, случилась она вследствие «острой сердечная недостаточности, хронической ишемической болезни сердца», на которое журналист никогда, по словам людей, близко знавших его, не жаловался. Обратился он в КМХЦ с диагнозом «искривление пальца» и был госпитализирован по рекомендации его врачей для проведения плановой операции. Прооперировали его 15-го апреля, а через две недели с незажившей раной выписали домой. 1-го мая она разошлась. Его супруга позвонила в Центр, ей посоветовали «приехать по окончании майских праздников». 6-го мая, превозмогая боль, Владимир Юрьевич добрался до клиники, но в госпитализации ему отказали, снова приехал на следующий день – определили в отделение гнойной хирургии. Там ему сделали операцию еще раз, но улучшения самочувствия не последовало. Тогда направили его на ультразвуковое исследование, но врач, который занимается УЗИ, оказался в отпуске – больному предложили найти самостоятельно место, где можно его пройти. В постановлении правительства Омской области «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» сказано, что «при отсутствии возможности проведения диагностических исследований больному, находящемуся в стационаре, должен быть предоставлен транспорт, в поездке должен его сопровождать медработник». Номер газеты, где этот документ вышел в свет, готовил к выпуску Владимир Иголкин, проверивший на собственном горьком опыте разницу между словом власти и делом. Никто, естественно, не предоставил ему, передвигавшемуся на костылях, ни транспорта, ни сопровождения. Вызвав такси, доехал до частной больницы, но в ней, как выяснилось, на прием надо записываться за две недели. Пришлось, опять своими силами, возвращаться в КМХЦ. Друзья журналиста сумели договориться о помещении его в областную клиническую больницу. 15 мая Владимира выписали из Центра - не с переводом туда, где ему предстояла срочная операция, а отправили его снова, как «здорового», своим ходом домой. На следующий день в критическом состоянии приехал в ОКБ на такси. Там 22 мая его прооперировали в третий раз, а 23 он скончался. В предыдущем открытом письме - министру здравоохранения области (см. монитор за май 2013 года, под которым поставили подписи более сотни представителей СМИ, чиновнику был задан вопрос: «Если Иголкин действительно страдал болезнями сердца, почему медики не объяснили ему степень риска при хирургическом вмешательстве?». Спросили журналисты также, почему дважды после ухудшения состояния больного отправляли домой, почему УЗИ назначено было ему после двух операций, очевидно, неудачных, а не до них, как оценивает министерство работу Центра в дни майских праздников т.д. В ответ глава облминздрава Андрей Стороженко распорядился создать комиссию по проверке качества лечения и обстоятельств смерти В. Иголкина, пообещав, что «нарушениям в случае их выявления будет дана беспристрастная оценка». О результатах проверки министр сообщил вдове журналиста Татьяне Иголкиной: «При оказании медицинской помощи Вашему супругу были допущены организационные дефекты». К ним относятся «нарушения при формулировке диагноза», «не проведение консилиума», «нарушение преемственности при выписке» (имеется в виду то, что больного из Центра отправили вместо областной клинической больницы домой) а также «не соблюдение норм этики и деонтологии». В целом же, делает вывод министр, лечение проходило «в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи». Медики, допустившие «отдельные дефекты» наказаны: зам главного врача по хирургической части КМХЦ предупрежден о неполном служебном соответствии, зав. отделением гнойной хирургии и лечащему врачу объявлены выговоры, врачам приемного отделения и ортопеду – замечания. А руководитель Центра Вадим Бережной ни дисциплинарной, ни какой-то иной ответственности за «дефекты», обнаруженные комиссией, не понес. Указала она лишь на то, что ему следует «усилить контроль». На него придется главврачу выкраивать время, это будет, наверное, нелегко при объемах общественных работ, которые он ведет: Бережной – депутат Законодательного собрания, заместитель секретаря Омского исполкома «Единой России», руководитель региональной приемной ее лидера Д. Медведева. Журналисты «Омской правды» признались во втором открытом письме, что пошли на «сделку» с КМХЦ: когда туда определили Иголкина, пообещали В. Бережному за особое внимание к больному напечатать о возглавляемом им медучреждении положительную статью. «Публикация задержалась по ряду причин. Главный врач позвонил в газету, поинтересовался: из-за чего задержка», и вскоре «договорная» статья появилась на страницах «ОП». После выхода ее в свет г-н Бережной, вероятно, из-за чрезмерной занятости позабыл о своих обязательствах, и когда Владимир Иголкин ушел из жизни, оказался «не в курсе дела». Проверку хода лечения провело и Омское управление Росздравнадзора, чьи выводы с комиссией облминздрава существенно разошлись. Оно официально ответило вдове журналиста: «Невыполнение ультразвукового исследования периферических сосудов, предусмотренного стандартом обследования при остеомиелите, не позволило установить правильный диагноз атеросклеротического поражения сосудов нижних конечностей». Стало быть, «стандарт оказания медпомощи» все-таки был нарушен. Как минимум, дважды: при не проведении УЗИ и не предоставлении транспорта для обследования в другом медучреждении. «Омскздравнадзор» также установил, что больному «не обосновано было отказано в госпитализации при обращении 6 мая 2013 г. из-за развития и прогрессирования раневых осложнений со стороны операционной раны». Проводит проверку и Следственное управление СК РФ по Омской области, которое на днях сообщило, что комиссионная экспертиза обстоятельств смерти Владимира Иголкина еще не завершена, хотя прошло 3 месяца. Журналисты надеются, что раз она так долго длится, то будет проведена основательно. «Все проверяющие – пишут авторы письма – говорили нам не под запись: если бы не начал он лечить ногу, то еще бы несколько лет, как минимум, благополучно бы прохромал».

СЕНТЯБРЬ, 4
Сайт v-yakutia.ru
Сайт sakhalife.ru
Сайт nvpress.ru
Сайт aartyk.ru
Сайт shadrinnews.ru
Ряд якутских электронных СМИ сообщили, что их страницы оказались недоступны для внешних пользователей. Об этом написал якутский информационный сайт Yktnews.ru. У пользователей, находящихся за пределами Якутии, с 30 августа не открываются такие региональные информационные ресурсы, как v-yakutia.ru, sakhalife.ru, nvpress.ru, aartyk.ru и shadrinnews.ru. Сложившаяся ситуация заставила представителей одного из заблокированных ресурсов направить в адрес якутских провайдеров «СахаИнтернет» и «Сахателеком» открытое письмо с просьбой устранить любые проблемы, которые могли привести к блокировке. Как говорится в письме, отсутствие доступа к сайтам в преддверии выборов 8 сентября может привести к тому, что пользователи из других регионов, а также федеральные информационные агентства смогут черпать информацию о происходящем в Якутии лишь на оппозиционных сайтах, в последнее время резко ужесточивших критику действующего руководства республики и местного отделения «Единой России». В единый день голосования 8 сентября 2013 года в Республике Саха (Якутия) пройдут выборы народных депутатов, депутатов Якутской городской Думы, а также глав и депутатов представительных органов муниципальных районов.

СЕНТЯБРЬ, 4
Все СМИ
Полицейские Санкт-Петербурга обещали задерживать всех, кто будет снимать фасады гостиниц, в которых остановились участники форума G20 и самих гостей. У «Невского паласа» уже были задержаны три журналиста. Об этом репортеру «Росбалта» сообщили сотрудники правоохранительных органов. Лейтенант Гаджиев заявил, что якобы существует указание правительства Петербурга о запрете съемок на улицах. К репортеру «Росбалта» полицейские подошли, когда он снимал сотрудников «Невского паласа», пытавшихся вывесить китайский флаг на фасаде здания. Журналиста предупредили об ответственности и отпустили. При этом полицейские не смогли сослаться на конкретный законодательный акт или инструкцию, позволяющую делать предупреждения журналистам о запрете съемок или задерживать их. По словам полицейских, ограничения связаны с многочисленными жалобами членов китайской и американской делегации, которые проживают в отеле. Напомним, когда репортер «Росбалта» пытался снять общий план гранд-отеля «Европа», к нему подошли сотрудники полиции и ФСО, которые попросили предъявить разрешение. По их словам, в гостинице находится султан Брунея - один из богатейших монархов мира, а также глава Эфиопии и главы других государств, поэтому репортерам не следует их беспокоить даже уличной съемкой.

СЕНТЯБРЬ, 4
Газета «Маяк»
В Свердловской области вышел в свет свежий номер газеты «Маяк». Обычный номер, если не считать того, что газета поправилась на 4 страницы. С этого номера журналисты стали печатать вкладку с областными новостями. Но причиной ажиотажа стало не это. Это был последний номер газеты, где возможна предвыборная агитация кандидатов на главу Сысертского городского округа (Свердловская область). Газету массово скупают из розничных точек продажи по заданию политика, у которого нет шансов победить в честной борьбе. Поэтому предполагается, что в основную газету будут вложены дополнительные листы с фальшивым обращением от другого кандидата. И с дополнительной начинкой газету бесплатно разложат по почтовым ящикам. Надеемся, что читатели смогут отличить редакционные страницы от подделки!

СЕНТЯБРЬ, 5
Иван Мосеев
Лидер Ассоциации поморов Архангельской области, бывший редактор газеты «Бизнес-класс Архангельск» Иван Мосеев, приговоренный Октябрьским районным судом Архангельска по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) к штрафу – см. монитор за сентябрь, ноябрь 2012 года, февраль, март, май 2013 года - в результате этого приговора столкнулся с масштабным поражением в правах. Мосеева обвиняли в том, что он оставил на сайте информационного агентства «Эхо Севера»комментарий под ником «Поморы», оскорбляющий этнических русских. По словам Мосеева, в начале сентября по требованию прокуратуры он был уволен с занимаемой должности в университете (САФУ им. Ломоносова) и с должности директора Поморского института коренных малочисленных народов Севера. Кроме того, по представлению Минюста он был исключен из всех российских общественных организаций, в которых состоял. Ранее по представлению РУФСБ по Архангельской области Мосеев был внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга, и теперь российские банки отказывают ему в открытии счетов. Действия всех этих ведомств представляются нам неправомерными, поскольку они являются следствием неправомерно вынесенного приговора. В сложившейся ситуации Мосеев не может даже выплатить штраф, к которому был приговорен, поскольку его счет в Сбербанке заблокирован и опротестовать блокировку не удалось. Архангельский областной суд в ближайшие дни рассмотрит жалобу Мосеева на отказ Октябрьского районного суда предоставить ему рассрочку по выплате штрафа.

СЕНТЯБРЬ, 5
Интернет
Прокуратура Фрунзенского района Санкт-Петербурга в форме судебных исков требует запретить своим жителям доступ к нескольким информационным сайтам. Поводом для этого послужил материал одного из интернет-изданий, в шуточной форме рассказывающий, как давать взятки. Депутат МО №72 Иван Федоренко написал обращение в городскую прокуратуру, призывая ее забрать иски. По его словам, районный прокурор ведет себя неразумно. «В своем обращении я потребовал, чтобы наш районный прокурор отозвал свои иски, потому что незачем этой хренью заниматься, – заявил депутат Лениздат.Ру. – Зовут этого человека Станислав Румянцев, это одиозный человек, знаменитый всякими выходками. То он школы обвиняет в экстремизме, то муниципалитеты кошмарит – не совсем вменяемый, безумный дядька. Сначала он разослал представление всем провайдерам с требованием отключить эти сайты, и кто-то отключил. InterZet и еще некоторые отключили сразу, по представлению, без суда, и до сих пор не дают доступа к этим сайтам. А большинство не стало этого делать. И тогда, в конце августа, он уже подал в суд, чтобы обязать всех. Причем подал в суд не на СМИ, а на провайдеров, чтобы они ограничили доступ – начиная от местных (Dominanta, InterZet), заканчивая «Билайном». При этом непонятно, как федеральные провайдеры могут ограничить доступ в одном районе». По мнению Федоренко, иски поданы для того, чтобы таким образом формально обозначить борьбу с коррупцией. «Мотивация их мне понятна, – сообщил Федоренко. – Поскольку эти дела проходят как пропаганда коррупции, то их возбуждение и судебные решения попадут в статистику борьбы с коррупцией, улучшат ее. И им будет за что отчитаться».

СЕНТЯБРЬ, 6
Виктор Корб
Суд вторично признал «экстремистскими» публикации в «Радикальной политике». Из «черного списка» исключены статьи некоторых публицистов, но оставлено поздравление президента РФ Дмитрия Медведева. Центральный районный суд Омска снова осудил материалы, опубликованные в газете «Радикальная политика» - в том же номере, по которому он же вынес постановление в ноябре прошлого года. Среди публикаций, признанных тогда «экстремистскими», статьи Владислава Иноземцева, Виктора Корба, Елены Маглеванной и других публицистов. Кировский райсуд Омска дополнил список статьей историка Юрия Афанасьева «Возможна ли сегодня в России либеральная миссия?». В перечень материалов, запрещенных к распространению, за компанию попало и поздравление президента РФ Дмитрия Медведева отдельной бригады спецназа Минобороны, размещенное на его официальном сайте в августе 2011 г. Эти тексты, оказавшиеся в «экстремистском месте» (в большинстве своем перепечатанные «РП» из других СМИ) в феврале были внесены в реестр Роскомнадзора, что случайно стало известно – через 3 месяца после решения суда – автору «осужденного» эссе «Договор vs норма» Виктору Корбу. Как сообщалось в дайджесте ФЗГ (см. монитор за март 2013 года) посвящено оно соотношению в разных обществах договорного и нормативного начал, самые «экстремистские» в нем, по мнению многих, понятия «идеология» и «мифология». В марте Виктор Корб обжаловал постановление Центрального райсуда, принятого вопреки нормам законодательства без участия авторов и редактора издания, и добился его отмены, доказав, что заявление прокурора о «невозможности установить их личности и местонахождение» не соответствовало действительности (см. монитор за апрель 2013 года). Дело было передано в тот же суд на повторное рассмотрение. Корбу удалось привлечь к участию в нем главного редактора газеты Бориса Стомахина, находящегося в четвертом московском СИЗО, а также политических эмигрантов Елену Маглеванную и Антона Ручкина. Но при этом руководство следственного изолятора непонятно на каким основаниях отказало Стомахину в оформлении доверенности на представление его интересов в омском суде. Как сказал корреспонденту ФЗГ Виктор Корб, прошедший процесс уникален тем, что суду не были предъявлены доказательства существования предмета судебного разбирательства. За 5 месяцев, пока оно длилось, ни прокуратура, ни ФСБ, инициировавшие его, не смогли найти ни одного экземпляра «Радикальной политики», больше того - не представили даже интернет-версии осуждаемого номера издания (за сентябрь 2011 г.). Рассматривались на восьми заседаниях только тексты неизвестного происхождения с указанием на сайт «Омск политический», где были якобы обнаружены «экстремистские материалы» (хотя ранее эти данные признан несоответствующим действительности другим райсудом – Советским). Тем не менее, судья Соснин удовлетворил прокурорское заявление. В полном объеме или нет – пока неизвестно: суд огласил только резолютивную часть решения. В ходе судебных слушаний прокуратуру одолевали сомнения, и она несколько раз меняла свои требования в сторону сокращения: из экстремистского списка исключены статья Иноземцева, эссе Корба и ряд других материалов, но остается в нем поздравление Д. Медведева, так как, пояснил Виктор, этот официальный текст входит в радикальный контекст пьесы неизвестного автора. Публикации Бориса Стомахина тоже остаются, естественно, в черном списке. Именно из-за них, полагает Корб, все это дело и было затеяно – чтобы усилить позицию обвинения в отношении оппозиционера, дело которого недавно передано в суд. Будут судить его за те же деяния, за которые он уже отбывал наказание – 5 лет колонии общего режима. В ноябре прошлого года Стомахин был арестован и обвинен в тяжких преступлениях - «публичное оправдание терроризма» (ст. 205 УК РФ), «призывы к осуществлению экстремистской деятельности» (ст. 280), «возбуждение ненависти и вражды (ст. 282). Виктор Корб считает, что если Центральный райсуд Омска удовлетворит требования прокуратуры в полном объеме, то это «только усилит абсурдность происходящего и лишний раз продемонстрирует абсолютно не правовой характер всей политической системы в России».

СЕНТЯБРЬ, 6
Сайт телеканала «Дождь»
Главное следственное управление ГУ МВД России по Московской области направило регистратору доменов Ru-Center требование заблокировать доступ к сайту телеканала «Дождь» tvrain.ru. Об этом «Ленте.ру» сообщил источник в полиции. Предписание выдано в связи с нарушением части 2 282-й статьи УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Статья вторая предполагает ответственность для лиц, использующих свое служебное положение, или для организованной группы. Из-за какого именно материала ГУ МВД по Московской области потребовало закрыть сайт, неизвестно. Генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева заявила «Ленте.ру», что ничего не знает о требовании заблокировать сайт телеканала, и не представляет, из-за какого материала правоохранительные органы могли бы потребовать заблокировать сайт. «Мы уже три дня боремся с DDoS-атакой на сайт, и все силы кинули на это. Но никаких уголовных дел, судебных запросов или вызовов у нас нет, я узнала об этом от вас», - заявила «Ленте.ру» Синдеева.

СЕНТЯБРЬ, 6
Михаил Афанасьев
Мировой суд Абакана вынес 6 сентября оправдательный приговор по уголовному делу, возбужденному в отношении журналиста Михаила Афанасьева. Редактор интернет-издания «Новый фокус» обвинялся по двум статьям УК РФ: «Клевета» и «Оскорбление представителя власти». Напомним, дело было возбуждено из-за материала Михаила Афанасьева «Вы - лжец, полковник Злотников!». Поводом к публикации стало обращение к журналисту родственников молодого человека, которого полиция Абакана задержала по подозрению в убийстве. Обратившиеся за помощью опасались, что из подозреваемого будут «выбивать» показания и попросили написать об этом деле и снять сюжет. По словам М. Афанасьева, во время съемки полицейские несколько раз толкнули его, а в конце задержали по приказу замначальника местной полиции полковника А. Злотникова. Журналиста обвинили в неповиновении законному распоряжению полиции. В суде полковник Злотников также заявил, что М. Афанасьев якобы толкнул на служебный автомобиль двух беременных женщин. Однако эти женщины, вызванные в суд в качестве свидетелей, не подтвердили показания полицейского. Суд прямо отметил это обстоятельство в своем постановлении при оценке свидетельских показаний. И, несмотря на то, что журналист был все-таки подвергнут административному аресту на 3 дня, факт дачи по сути ложных показаний полковником Злотниковым был зафиксирован в судебном акте, вступившем в законную силу. После выхода публикации по заявлению полковника Злотникова Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении журналиста сразу по двум статьям: «Клевета» (ст. 128.1 УК РФ) и «Оскорбление представителя власти» (ст.319 УК РФ) - см. монитор за декабрь 2012 года, февраль, март 2013 года. Отметим, что в ходе судебного процесса судья признала главное доказательство по делу, на которое опиралось обвинение - лингвистическую экспертизу, недопустимой и постановила исключить ее из списка доказательств. В ходе уголовного дела и судебного процесса консультационную поддержку журналисту оказывали юристы Центра защиты прав СМИ.

СЕНТЯБРЬ, 6
Газета «Комсомольская правда в Калининграде»
Вечером в типографию «Бизнес Контакт» на улице К. Маркса в Калининграде постучали. Бодрый голос отрапортовал о доставленной пицце. Но открывшие дверь рабочие встретили отнюдь не итальянскую лепешку, а бойцов регионального управления МВД. Оперативники появились в типографии не просто так. Там ударными темпами печатали фальшивую газету «Комсомольская правда в Калининграде». Визуально отличить контрафакт от подлинной «Комсомолки» было довольно трудно – хорошая бумага, узнаваемая верстка, логотип, колонтитулы, шрифты – все, как настоящие. Выходные данные тиража также соответствовали изданию медиагруппы «Западная пресса». От настоящей газету отличало только содержание – компромат, целиком посвященный команде и.о. главы администрации Светлогорского района Александру Ковальскому. Региональное представительство «Комсомольской правды» в Калининграде обратилось с заявлением в полицию с просьбой о расследовании инцидента.

СЕНТЯБРЬ, 8
СМИ Саратова
Председатель избирательной комиссии участка №67 по Заводскому району Саратова Алексей Долбилов признал, что нарушил закон, препятствуя журналистской деятельности. Об этом мужчина заявил в беседе с представителями различных саратовских изданий. На прямой вопрос корреспондента, признает ли Долбилов нарушение закона за собой, он ответил: «Да, я нарушил. Уходите, вы меня достали». Ранее председатель комиссии активно препятствовал работе журналистов на участке и на повышенных тонах требовал, чтобы корреспонденты ушли из помещения, заявляя: «Покиньте мой участок!». Его участок попал под внимание СМИ из-за драки, которая приключилась после вброса пачки бюллетеней, зафиксированной одним из членов избирательной комиссии.

СЕНТЯБРЬ, 8
ИА «Взгляд-инфо»
Журналисту ИА «Взгляд-инфо» препятствовали в работе на УИК №1176 в Марксе Саратовской области. Председатель УИК Татьяна Степаненко и ее заместитель Андрей Рыбачук пытались помешать фотосъемке. Корреспондент предложил составить акт о воспрепятствовании деятельности и мотивировать свои требования. Однако члены УИК отказались это сделать и пообещали «силой вывести представителя СМИ с территории участка за препирательства».

СЕНТЯБРЬ, 8
Все СМИ
Поступила информация из Рязани, где проходят выборы в представительный орган города. Координатор Рязанского ГОЛОСа отмечает жесткую борьбу, начиная с этапа выдвижения кандидатов. Множество жалоб поступает от наблюдателей и представителей СМИ, в том числе федеральных («Новая газета») на запрет вести фото и видео съемку на участках.

СЕНТЯБРЬ, 8
Газета «Качканарский рабочий»
Газета «Качканарский четверг»
В Свердловской области под занавес кампании по выборам главы Качканара в этом городе произошла более чем анекдотичная история. Участники выборов рассказывают, что два ее фаворита – действующий градоначальник Сергей Набоких и начальник межмуниципального отдела МВД РФ «Качканарский» Александр Баранников опубликовали в подконтрольных газетах «Качканарский рабочий» и «Качканарский четверг» компромат друг на друга. «Очень такие качественные статьи, описывающие коррупционные связи и способы получения «серой» прибыли», - рассказывает представитель одного из местных штабов. Оба оппонента имеют «кротов» в станах неприятеля, которые предупредили «хозяев» о предстоящем появлении «чернухи». В результате Набоких и Баранников под корень скупили тиражи еженедельных газет, оставив земляков без привычной телепрограммы. Но владельцы газет на следующий день напечатали дополнительные тиражи, не сообщая о своем решении штабистам. В результате компромат все-таки дошел до избирателей, а представители кандидатов теперь не могут понять, зачем они потратили большие суммы денег.

СЕНТЯБРЬ, 8
Светлана Лолаева
Главный редактор интернет-издания «Газета.ru» (Москва) Светлана Лолаева, занимающая должность с марта 2013 года, покидает этот пост. Теперь издание возглавит известная журналистка Светлана Бабаева. Для С. Лолаевой известие об отставке стало неожиданностью, главред собиралась заняться несколькими новыми проектами. Руководитель совета директоров холдинга «Афиша-Рамблер-SUP» Александр Мамут сообщил С. Лолаевой, что у него нет претензий к ее работе на посту главреда, однако он давно искал замену. В то же время Радио Свобода приводит вероятную причину отставки: «Независимые наблюдатели отмечают, что увольнение Светланы Лолаевой может быть связано с недовольством Кремля освещением сайтом избирательной кампании». Партия «Яблоко» среагировала на решение Александра Мамута уволить Светлану Лолаеву. «Демонстративное удаление в единый день голосования человека, успешно руководившего одним из ведущих либеральных политических СМИ, замена его назначенцем из провластного издания означает, что близкие к власти олигархи, а через них и сами власти, дают ясный сигнал обществу о том, что ждет свободу слова в России после выборов», - заявил председатель партии Сергей Митрохин.

СЕНТЯБРЬ, 8
Газета «Совершенно секретно»
Председатель Хабаровского крайизбиркома Геннадий Накушнов подтвердил произошедшее накануне в городе Советская Гавань распространение поддельных газет «Совершенно секретно» с антирекламой на одного из кандидатов на пост главы района. Часть тиража изъята. Сейчас этим фактом занимаются правоохранительные органы.

СЕНТЯБРЬ, 8
«Про Уфу.Ру»
Bonus
В Уфе в день единый голосования журналистов удаляли после закрытия УИК за несуществующие нарушения, на фото- и видеосъемку практически наложили запрет. В частности, с участка № 406 был удален фотограф издания «Про Уфу.Ру», на участке 148 журналистам запрещали перемещаться в помещении, задавать вопросы и вести видеосъемку, на участке 155 журналистам «Про Уфу.Ру» и Bonus`а запрещали вести съемку, а затем удалили из зала.

«Про Уфу.Ру», 12 сент отказ в инф – 4 раза

СЕНТЯБРЬ, 8
СМИ Рязани
Съёмочную группу рязанского телеканала не пустили на избирательный участок. Журналисты приехали снимать, как голосует генеральный директор ТД «Барс» Александр Лемдянов.

СЕНТЯБРЬ, 8
Андрей Трофимов
В Сергиевом Посаде (Московская область) кандидат в депутаты горсовета Дмитрий Миронов подал в суд на журналиста и кандидата в депутаты Совета депутатов одного из округов города Андрея Трофимова. Причиной заявления стала публикация журналиста в «Альтернативной газете» под названием «Кандидат от педросов грозит или понтится». Как сообщают представители альянса независимых наблюдателей (АНН) «Выборы-2013», Миронов решил, что слово «педросы» способствует разжиганию половой социальной розни. Однако адвокат обвиняемого журналиста смог доказать судье, что слово «педрос» не что иное, как сокращение от «Партия ЕДиная РОСсия». «Использование сокращенного наименования избирательных объединений политических конкурентов, хотя бы и неблагозвучных, равно как и использование иных негативных наименований, не является разжиганием социальной розни», - цитирует «Прямая речь» заключение суда.

СЕНТЯБРЬ, 9
«Дебри-ДВ»
Редактор и учредитель периодического электронного издания «Дебри-ДВ» направили Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу заявку на аккредитацию при аппарате полпредства. Процесс аккредитации – даже если он касается важных президентских или правительственных органов – вполне рабочий момент и не стоило бы о нем сообщать, если бы не долгосрочное отлучение этого электронного СМИ от любой информации, исходящей от полпредства. ФЗГ уже сообщал, что независимое электронное издание не аккредитовали и не приглашали на мероприятия с участием полпреда Виктора Ишаева. Роскомнадзор, куда редактор пожаловался, нарушений Закона о СМИ не нашел. Тогда редактор сайта написал жалобу руководителю администрации президента РФ Сергею Иванову на плохое знание Закона РФ «О СМИ» чиновниками полпредства в ДФО: «Лишая меня аккредитации в полпредстве ДФО, они тем самым не обеспечивают равные условия работы СМИ и доступ общества к информации, нарушают федеральные законы «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и «О СМИ» (см. монитор за март 2013 года). Из аппарата президента жалобу спустили в Роскомнадзор, начальнику управления контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Николаю Новикову, тот был, наконец, вынужден «обратиться к полномочному представителю с просьбой рассмотреть вопрос о выдаче аккредитации» жалобщику. Но в аппарате полпредства эту «просьбу рассмотреть вопрос» проигнорировали. Несколько дней назад Виктор Ишаев был освобожден от всех занимаемых должностей. Полномочным представителем президента в ДФО стал Юрий Трутнев. Надеясь, что теперь взаимоотношения с властью начнутся с «чистого листа», опальное издание вновь отправило заявку на аккредитацию. Приложив к заявке просьбу проверить законность действий начальника департамента по внутренней политике аппарата полпреда Григория Смоляка, готовившего все предшествующие отписки.

СЕНТЯБРЬ, 9
«Открытая газета»
Алла Горшкова
Арбитражный суд Ставропольского края под председательством Елены Гинтовт удовлетворил иск ООО «НПО Инженерные системы» к «Открытой газете» и ее нештатному автору Алле Горшковой. Еще в марте 2011 года в газете была помещена заметка жительницы Ставрополя, председателя ТСЖ о том, как «нагрело» жителей краевого центра вышеуказанное ООО на работах, связанных с реализацией проекта «О поэтапном переходе на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета в Ставрополе на 2009-2011 годы». Глава ТСЖ поведала о том, как в их доме реализуется дорогостоящая муниципальная программа энергосбережения: приборы учета поставили, а реконструкцию теплового узла и замену старого водоподогревателя не провели. То есть, посадив дряхлую многоэтажку (где гуляет ветер и текут трубы) на дорогостоящие приборы учета, исполнители полностью нарушили и механизм установки счетчиков, и федеральное законодательство. При этом неизрасходованные полмиллиона рублей, составившие половину полученной субсидии, ушли неизвестно куда. Рассказала автор заметки и о том, как к ней, старшей дома, подкатывались, чтобы она подписала филькину грамоту, именуемую «актом о приемке в эксплуатацию», как она отказалась поставить свою подпись. Да и как это можно было сделать - при урезанной-то вдвое без ведома жильцов смете, нарушении техусловий?! И как другие участники программы, в том числе и комитет городского хозяйства, эту липу подписали. И как на жалобу жильцов краевое министерство ЖКХ прислало отписку. Только через год после публикации деятели из ООО «НПО инженерные системы», которое отвечало в доме за исполнение работ, вдруг очнулись и побежали в суд с иском о защите деловой репутации. Они потребовали опровержения и морального ущерба от главного редактора газеты и автора в сумме 300 тысяч рублей солидарно, но потом «сжалились», урезав цифру в десять раз. Истцы не опровергли ни одной цифры в заметке Аллы Горшковой, ни одного пункта из перечня невыполненных ими работ или выполненных с нарушениями, по сути, согласившись со всей доказательной фактурой текста. Они настаивали на опровержении незначительного абзаца, не являющегося главным аргументом текста. И на суде каким-то чудным образом разговор крутился возле мелочей, не имеющих отношения к главному. А главное – что жителей дома ООО все-таки «нагрело» при установке счетчиков. Газета будет обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции.

СЕНТЯБРЬ, 9
Татьяна Ревенкова
В Химках (Московская область) масс-медиа продолжают пользоваться повышенным «вниманием» сотрудников местной администрации. Очередной жертвой такого отношения стал телеканал «Химки-ТВ» и его генеральный директор Татьяна Ревенкова. Союз журналистов Подмосковья сообщил, что в Химках произошел рейдерский захват местного телеканала - утром 9 сентября в офис ОАО «Химки-СМИ», которому принадлежит кабельный канал «Химки-ТВ», ворвались пятеро человек из команды экс-мэра Владимира Стрельченко. В «акции» участвовали первый заместитель мэра Алексей Валов, бывший заместитель главы города по безопасности Евгений Питеримов и Светлана Запорожец, бывший руководитель ОАО «Химки-СМИ». Т. Ревенковой объявили, что она уволена, а ее должность возвращается С. Запорожец, занимавшей ее при В. Стрельченко. В результате «смены руководства» ОАО «Химки-СМИ» Т. Ревенковой пришлось обращаться в травмпункт Центральной городской больницы. Врачи зафиксировали у нее сотрясение головного мозга и ушибы мягких тканей, Т. Ревенковой был прописан постельный режим. Пострадавшая рассказала, что представители городской администрации выгнали охрану телекомпании, вошли к ней в кабинет, вырвали телефонные провода и сообщили: «Вы больше не директор, давайте, не разглагольствуйте - подписывайте документы и уматывайте». Т. Ревенкова отказалась что-либо подписывать, забрала свой личный ноутбук и попыталась уйти, но – не получилось. «Я беру свой ноутбук и иду к двери. Они меня догоняют и пытаются вырвать ноутбук. И вот с Питеримовым у нас начинается потасовка. Я прижимаю ноутбук к себе, потому что, знаете, переписка любого директора дорогого стоит - там и договоры, и юридические какие-то моменты. Питеримов меня толкает, и я лечу… и ударяюсь в дверь», - сообщила Т. Ревенкова Русской службе Би-би-си. Правда, у С. Запорожец иная версия: «Совершенно было все не так. Она устроила истерику. Я не видела, потому что я вообще была в кабинете, я только слышала». Как бы то ни было, но свой ноутбук Т. Ревенковой удалось вернуть лишь после того, как приехала полиция. «Это очень похоже на тот почерк, который имела наша химкинская администрация до того, как поменялся глава. А методы Стрельченко были прекрасно известны. Пока Стрельченко оставался у власти, его команда довольно активно расправлялась с журналистами, которые им были неугодны. Мне очень не понравился момент, когда в администрацию вернулся господин Валов, правая рука Стрельченко… Его пост не так важен, важно, что его методы все при нем. Та команда, которая расправлялась с Бекетовым или с Фетисовым или с Алексеем Дмитриевым или с Юровым, она вся осталась. Он знает эти методы!», - заявила в интервью Русской службе Би-би-си лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова. По мнению химкинских коллег, причиной «смены руководства» в Химках могло стать обнаружение Т. Ревенковой допущенных предыдущим руководством растрат на 12 млн рублей - деньги выписывались неработающим в компании людям, причем некоторые из них и не подозревали, что по их паспортным данным кто-то что-то получает. Т. Ревенкова намерена обжаловать свое увольнение в суде.

СЕНТЯБРЬ, 10
«Комсомольская правда»
Савеловский суд Москвы удовлетворил иск лидера ЛДПР Владимира Жириновского к депутату Государственной думы РФ Илье Пономареву и газете «Комсомольская правда». Причиной конфликта стала статья в КП, в которой Пономарев сообщал о том, что Жириновский якобы фиктивно развелся для того, чтобы скрыть свою собственность и перевести на экс-супругу часть незаконно полученных доходов. «Данное заявление депутата Пономарева не только оскорбительно по своей сути, но и является абсолютно лживым утверждением, порочащим честь и достоинство известного политического деятеля нашей страны», - заявила пресс-служба ЛДПР. В результате суд встал на сторону Жириновского и обязал газету опровергнуть утверждение о разводе лидера ЛДПР, а также выплатить ему 10 тысяч рублей в качестве моральной компенсации. В свою очередь Илья Пономарев уже заявил о том, что намерен обратиться с апелляцией в городской суд Москвы.

СЕНТЯБРЬ, 11
Телеканал СампоТВ
Телеканал «Ника»
ГТРК
Избранный мэр Петрозаводска Галина Ширшина отказывается от встреч с телевизионщиками. В течение дня журналисты СампоТВ, Ники и ГТРК пытались взять у Ширшиной интервью. Усилия оказались тщетными.

СЕНТЯБРЬ, 11
Съемочная группа НТВ
В Москве на улице Лесной совершено нападение на съемочную группу телеканала НТВ. По данным телеканала, в нападении участвовала светская обозревательница и блогерша Божена Рынска. Пострадали журналисты, которые попытались взять у Божены Рынски интервью. Недавно она весьма активно делилась своими мыслями о пенсионерах, которых назвала «поколением дожития», мешающим развиваться молодым и активным. В ответ оскорбленные ветераны написали заявление в прокуратуру и Следственный комитет. Вопрос журналиста о том, что она имела ввиду, вызвал у Рынски приступ агрессии. Вместе с супругом она затащила корреспондента на закрытую территорию своего элитного дома и попыталась отобрать камеру. В результате «сражения» стал пострадавший журналист отправился в травмпункт, а к дому Рынски прибыли полицейские. Однако Рынска заявила им через дверь, что никого внутрь не пустит», - сообщает пресс-служба телеканала НТВ. Кроме того, повреждено и оборудование съемочной группы НТВ: с корнем вырван микрофон, закрепленный на камере.

СЕНТЯБРЬ, 11
Телеканал СТС-Челябинск
Губернатор Челябинской области Михаил Юревич в очередной раз подчеркнул, что не потерпит никакой критики в свой адрес. Именно так следует расценивать его недавнее высказывание по поводу телеканала СТС-Челябинск, появившееся в официально-сдержанной трактовке на его сайте. «На пресс-подходе Михаил Юревич ответил на вопрос, касающийся распространения в некоторых СМИ и интернет-ресурсах материалов с прямыми обвинениями в адрес правительства Челябинской области и губернатора: «Мы такое проходили не раз. В отдельных случаях будем подавать в суд, в других – игнорировать, в некоторых - показывать, почему и откуда такие материалы возникают». Тех, кто хорошо знаком с методами команды нынешнего губернатора, не могут обмануть сдержанные интонации официального сообщения. За рамками сообщения явно видна обеспокоенность пиар-специалистов и политтехнологов из администрации губернатора, недовольных критическими публикациями в «региональных и федеральных СМИ, в которых губернатор и правительство Челябинской области предстают не в лучшем свете». Темы, по которым Юревич подвергается критике, действительно многочисленны. Пресса обращает внимание на его выборочные нападки на металлургию, в основном на владельцев Челябинского электрометаллургического комбината. Хотя Челябинск загрязняют множество промышленных монстров, виноватым прогубернаторский медиахолдинг всегда делает только собственников ЧЭМК. Последние вынуждены отбиваться от обвинений в ухудшении ситуации в Челябинске на единственном своем ресурсе - телеканале СТС-Челябинск. В качестве контраргументов, как на этом телеканале, так и в других, не зависящих от губернатора интернет-ресурсах, приводятся сюжеты об уплотнительной застройке, вырубке зеленых насаждений во имя очередного губернаторского торгово-развлекательного комплекса, (вот где еще ухудшение окружающей среды), монополизации им строительства жилья, распределении земель только для своих компаний и т.д. Все эти темы в СМИ регионального и федерального уровня вкупе со слухами об уходе Михаила Юревича с поста главы региона создают в политических и бизнес-кругах Южного Урала напряженную обстановку. «Подобные вбросы в СМИ, в том числе федеральные, имеют двуединую цель – раскачать ситуацию в области и решить какие-то событийные задачи, материалы, вероятнее всего, оплачиваются из одного источника», - гадают чиновники и политологи на службе у администрации, и решают подавать в суд. Еще несколько лет назад ситуация «ответного информационного удара» в Челябинской области не могла быть создана в принципе, политтехнологи городской администрации работали в весьма комфортных условиях тотального цензурирования и контроля над любыми СМИ и ресурсами. И вот все изменилось. Разумеется, это не нравится чиновникам, и весьма вероятно, что СТС-Челябинск, как и другие интернет-издания, действительно получат судебные повестки.

СЕНТЯБРЬ, 11
Съемочная группа телеканала «Дождь»
Владимир Роменский
Евгений Комиссаров
В центре Москвы на месте сноса старинного здания совершено нападение на корреспондента и оператора телеканала «Дождь». Конфликт произошел на улице Абельмановская, где, по мнению правозащитников, незаконно сносят здание XIX века под строительство гостиницы. Корреспондент «Дождя» Владимир Роменский отправился на место событий, но там на него и на оператора Евгения Комиссарова напали неизвестные. На место происшествия прибыли сотрудники правоохранительных органов, участники конфликта доставлены в отдел полиции по Таганскому району для выяснения подробностей инцидента. В. Роменский: «Я несколько минут назад покинул ОВД Таганское, туда я был доставлен вместе с одним из градозащитников, который выступал свидетелем произошедшего, а также тремя неизвестными мужчинами, которые и совершали нападение. Однако тех людей, которые избивали журналистов, было гораздо больше. Мы туда пришли, чтобы просто осветить происходящее. Когда мы попытались осуществить видеосъемку, люди начали бить по камере, всячески нам мешать, выталкивать с прилегающей территории. При этом мы продемонстрировали им свои пресс-карты, но они иначе как прихожанами себя называть не решились. Интересно, что вскоре их действия переросли в насильственные. Оператор был повален на землю, его пытались несколько раз ударить ногой, также коленом пинали несколько раз меня, один человек в какой-то момент даже начал меня душить, сейчас у меня на шее ссадины. Во время потасовки выбили даже камеру из рук, пытались камеру не то разбить, не то украсть, чтобы запись происходящего не попала ни в телевизоры, ни в интернет. Эти люди вели себя очень агрессивно, пострадал не только я, по моим наблюдениям, несколько градозащитников. Сейчас я направляюсь в травмпункт для того, чтобы снять те повреждения, которые у меня есть на шее. В полиции написано заявление. Будем надеяться, что те люди, которые себя так некрасиво вели, получат по заслугам и понесут заслуженное наказание».

СЕНТЯБРЬ, 11
Владимир Кантемир
После выхода в газете «Вечорка» (Чита) статьи об и.о. министра сельского хозяйства Забайкальского края Владимире Вертипрахове на шеф-редактора этого издания Владимира Кантемира было совершенно нападение. Редакция пишет, 10 сентября в очередном номере «Вечорки» вышла статья «Уголовное дело министра Вертипрахова», в которой автор Владимир Кантемир сообщал об уголовном деле по факту подделки документов в отношении нынешнего и.о. министра Вертипрахова, а также о приговоре в отношении его жены. «После выхода газеты, - сообщает «Вечорка», 11 сентября возле своего дома в Чите шеф-редактор «Вечорки» подвергся нападению бывшего сотрудника МВД. Он без всяких причин спровоцировал конфликт и затем набросился с кулаками на Владимира Кантемира. После нападения Владимир прибыл в редакцию, где должны были состояться несколько встреч. Через некоторое время шеф-редактору стало плохо, и он отправился в одно из лечебных учреждений Читы, где был зафиксирован факт нанесения побоев. После этого Владимир Кантемир побывал в отделении полиции и написал заявление о нападении». Владимир Кантемир прокомментировал ситуацию: «По странному стечению обстоятельств, нападение произошло сразу после выхода моей статьи про Вертипрахова. Мне очень больно, болит голова, затек глаз. Но подавать на экс-министра в суд я не буду, потому как это утомительно и волокитно. Да и цели у «Вечорки» иные: надо срочно выезжать в районы, где для крестьян мы остались единственной надеждой на выживание».

СЕНТЯБРЬ, 11
Андрей Ходорченков
В Москве уволен главный редактор сайта телеканала «Дождь» Андрей Ходорченков. Об этом он написал на своей странице в Facebook. При этом Ходорченков отметил, что должность главреда сайта упразднена после его ухода. А. Ходорченков стал директором по развитию телеканала «Дождь» в январе 2013 года. До этого он занимал должность главного редактора сайта «Эха Москвы».

СЕНТЯБРЬ, 12
Андрей Караулов
Победивший на выборах мэра Екатеринбурга Евгений Ройзман подал иск о защите чести и достоинства к журналисту Андрею Караулову. Поводом для судебного разбирательства стала телепередача, в которой Караулов обвинил политика в связях с криминалом. Передача «Момент истины» вышла в эфир в августе на «Пятом канале». Автор программы заявил, что руководитель фонда «Город без наркотиков», который в последние годы борется с наркоторговлей в Свердловской области, связан с этническими организованными преступными группировками. После выпуска прокуратура области начала проверку данной информации. Партия «Гражданская платформа», кандидатом от которой Ройзман выдвигался на прошедших выборах, потребовала от автора передачи публичных извинений. Сам политик связал заявление с предвыборной гонкой.

СЕНТЯБРЬ, 13
Матвей Ганапольский
Алексей Нарышкин
Председатель ЛДПР Владимир Жириновский направил главному редактору радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову письмо, в котором требует уволить журналистов Матвея Ганапольского и Алексея Нарышкина. В письме Жириновский отмечает, что Алексей Нарышкин в своем Twitter занизил данные о численности митинга в поддержку кандидатов от ЛДПР на выборах 8 сентября. Митинг проходил на Поклонной горе 6 числа и собрал, по данным самой ЛДПР, около 15 тысяч человек. Нарышкин написал, что, по его оценке, на мероприятие пришли не более пяти тысяч. Матвея Ганапольского председатель ЛДПР обвинил в том, что тот «позволил себе откровенно оскорбительные замечания» в его адрес. «Публично унижая руководителя парламентской фракции, Ганапольский оскорбляет честь и достоинство миллионов избирателей по всей России, отдавших голоса за ЛДПР», - заявляет Жириновский.

СЕНТЯБРЬ, 15
Евгения Леонтьева
Олег Леонтьев
В ФЗГ обратилась красноярская журналистка Евгения Леонтьева, член Союза журналистов с 1990 года, которая 20 лет проработала в СМИ, занималась журналистскими расследованиями, помогла многим людям отстоять свои права. «И вот помощь понадобилась мне самой, - пишет журналистка. - Красноярский Следственный комитет второй год фабрикует дело против моего сына, тоже журналиста, Олега Леонтьева (в прошлом корреспондента РИА Новости) по очень тяжелой и неприятной статье. Его обвиняют в эксгибиционизме… Олег психически здоровый человек, без сексуальных отклонений, что показали многочисленные экспертизы. Но главное, в этот момент, когда неизвестный молодой человек продемонстрировал 11-летней девочке гениталии в лифте, сын находился на пикете за честные выборы. Есть свидетели, есть 4 видеозаписи, в том числе отдела «К» полиции. К моменту предоставления доказательств Олег уже находился в СИЗО. И, дабы оправдать его задержание и заключение, СК начинает фабриковать дело. Трижды меняет время, когда девочка дает показания, что ошиблась, поначалу скрывает этот факт. Когда это стало известно, друзья и просто красноярцы выходили на пикеты. Митинги проходили одновременно и в других городах: Иркутске, Томске, Новосибирске, Казани. В прошлом году эта тема широко освещалась не только в местных, но и в федеральных СМИ. Мы одержали тогда победу. СК прекратил преследование по реабилитирующим основаниям - за непричастностью. Только широкий общественный резонанс не дал СК сломать жизнь Олегу. Но Система не умеет давать обратный ход. Честь мундира руководства красноярского СК оказалась выше здравого смысла. Спустя месяц они возобновили дело. И сын снова в статусе обвиняемого. На днях я написала открытое письмо главе СК А. Бастрыкину. Они угрожают преследованием не только сыну, но уже и мне.

СЕНТЯБРЬ, 15
Игорь Кравчук
В Петропавловске-Камчатском началось заседание суда для рассмотрения ходатайства следователя об аресте директора ГУП «Камчатэнергоснаб» Андрея Абоимова, который обвиняется в хищении средств предприятия на сумму 9,5 миллионов рублей. Перед началом заседания суда журналист издания «Экспресс-Камчатка – онлайн» Игорь Кравчук начал фотографировать всех, кто пришел на это мероприятие. «Начал фотографировать до начала процесса в зале суда, но не само заседание. И с началом процесса я всегда спрашиваю разрешение на фото-видеосъемку у председательствующего. У Абоимова группа поддержки была человек 6. Один из них еще на входе в здание спросил меня угрожающе «че ты сюда приплелся?». Когда я начал снимать, одна девушка и незнакомый мне мужчина накинулись на меня. Стали вырывать фотоаппарат, закрывать его руками. Нам, журналистам, к этому не привыкать. Нападение произошло при молчаливом попустительстве адвоката, прокурора и пристава в здании городского суда», - рассказал журналист.

СЕНТЯБРЬ, 16
Грани.Ру
Сайт Обещания.Ру
Таганский районный суд Москвы в понедельник отклонил иск редакции «Граней» об отмене предупреждений за «икону Pussy Riot». Судья Юлия Смолина отказалась признать действия Роскомнадзора необоснованными. «Грани» будут обжаловать это решение в Мосгорсуде. Два предупреждения могут служить основанием для закрытия СМИ. Предупреждения были вынесены в апреле за публикацию фотографий с футболкой «СВБД ПСРТ». Снимок иллюстрировал новостное сообщение об административном преследовании новосибирского художника Артема Лоскутова за продажу этих футболок. Роскомнадзор усмотрел в этом фото «признаки экстремизма» и разжигание религиозной розни. Второе предупреждение «Граням» вынесено за сообщение о первом, также проиллюстрированное фотографией с футболкой (см. монитор за апрель, май, июнь, август 2013 года). Роскомнадзор разъяснил, что меры в отношении «Граней» приняты для «поддержания моральных устоев общества». На заседании судья согласилась приобщить к делу искусствоведческое исследование, подготовленное руководителем Государственного центра современного искусства Леонидом Бажановым. Эксперт пришел к выводу, что в работе Лоскутова нет элементов, негативно характеризующих православие. «Данная работа художника по своей идейной направленности - выражая любовь и сострадание - скорее соответствует духу христианства», - пишет Бажанов. По его мнению, публикация фотографии в «Гранях» «несет информационную функцию, аксиологически нейтральный характер, никоим образом не предполагающий нанести кому-либо оскорбление». Представитель Роскомнадзора Мария Смелянская призналась, что заключение Бажанова вызвало у нее недоумение. По ее мнению, нет никаких оснований ставить под сомнение выводы новосибирского эксперта Татьяны Гришановой, признавшей работу Лоскутова «глумлением над святыней, над православной верой в целом и чувствами каждого православного в отдельности». Юрист Дамир Гайнутдинов из ассоциации «Агора», представлявший интересы «Граней» в суде, заявил ходатайство об исключении двухстраничной экспертизы Гришановой как недопустимого доказательства, поскольку документ не содержит описания проведенного исследования. Приведены только выводы, причем часть ответов эксперта на поставленные вопросы сформулированы как предположения. Судья отказалась удовлетворить это ходатайство. Гайнутдинов также просил предоставить точную информацию о том, какие СМИ помимо «Граней», получили предупреждения за публикацию фотографий с «иконой». Представитель Роскомнадзора не смог ответить на этот вопрос, а ходатайство об истребовании соответствующей информации судья отклонила. Сообщалось, что аналогичные предупреждения получили сайты Сибкрай.Ру, Полит.Ру и Обещания.Ру. Между тем фото с футболками «СВБД ПСРТ» публиковались в десятках СМИ, в том числе на сайтах государственных информагентств и «Российской газеты». В суде представитель Роскомнадзора признала, что в ведомство не обращались граждане, оскорбленные изображением «иконы». Надзорный орган провел собственную оценку публикаций по обращению новосибирской прокуратуры. Гайнутдинов расценил вынесенные «Граням» предупреждения как серьезное ограничение свободы слова по сомнительным основаниям. Он подчеркнул, что по закону именно государственный орган должен доказать законность своих действий по ограничению свободы СМИ и информации. Сайт Обещания.Ру также обжаловал действия Роскомнадзора. 5 сентября состоялось первое заседание по этому делу в Арбитражном суде Москвы, слушания продолжатся 19 сентября.

СЕНТЯБРЬ, 18
Журнал «Кто главный»
Журнал «Культ еды»
Ростовское Управление Федеральной антимонопольной службы вынесло постановление о наложении штрафа в размере 100 тысяч рублей в отношении журнала «Кто главный» за рекламу алкоголя на страницах издания. В Ростовское УФАС России поступили обращения Управления Роскомнадзора по Ростовской области о выявленном факте размещения в журналах «Кто главный» и «Культ еды» рекламы продавцов алкогольной продукции: винных бутиков и частной пивоварни. При этом журналы рекламировали не сам алкоголь, а винный бутик и пивоварню. Однако комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу, что эта реклама «содержит оригинальные обозначения, индивидуализирующие изготовителя, продавца и его товар – пиво и вино, а также изображения алкогольной продукции, запрещенные для рекламирования в печатных СМИ». Дело об административном правонарушении в отношении журнала «Культ еды» еще не завершено, но, скорее всего, журнал будет оштрафован на такую же сумму. «Редакции проигнорировали поправки, которые были внесены в Закон о рекламе год назад и вступили в силу с 1 января 2013 года, - сказал корреспонденту ФЗГ член комиссии Ростовского УФАС Валентин Гаврилов. - Федеральный Закон № 119 полностью запрещает рекламировать алкоголь в периодических печатных изданиях».

СЕНТЯБРЬ, 18
Телекомпания «Мир»
Телекомпания «Мир» сняла с эфира выпуск программы «Слово за слово», посвященный правам гомосексуалов в России. Об этом сообщил в своем Facebook один из героев программы, фотограф и гражданский активист Дмитрий Алешковский. Он публиковал скриншот сообщения главного редактора программы Ольги Шибаршиной, в котором говорится следующее: «Приносим свои глубочайшие извинения, но нашу программу на тему «Права геев в России» сняли с эфира по идеологическим причинам. Таково решение председателя». Сам Алешковский считает, что причина снятия с эфира очевидна: «вменяемость и аргументы Гранникова, Ясина и Алексеева против невменяемых и истеричных доводов противостоявших им гомофобов». Сайт GayRussia.ru цитирует слова другого участника программы, ЛГБТ-активиста и руководителя GayRussia.ru Николая Алексеева: «Сразу два сотрудника телекомпании «Мир» подтвердили в разговоре со мной, что эфир снят «по идеологическим причинам». Это весьма странно в свете того, что ранее эта же телекомпания проводила схожие ток-шоу». По данным издания, записанный эфир понравился всем участникам, а также шеф-редактору программы «Слово за слово».

СЕНТЯБРЬ, 19
Издание FLB.ru
В районе строительства третьей взлетной полосы аэропорта «Шереметьево» (Московская область) неизвестные в камуфляже напали на приехавших журналистов и экологов. По информации экологов, строительство идет с грубейшими нарушениями, у компаний нет никаких разрешительных документов, происходит загрязнение реки Клязьма, которая после впадает в водохранилище, из которого происходит водозабор для Москвы. Журналист издания FLB.ru производил видеосъемку на стройплощадке, когда его окружили люди в строительной форме и в грубой форме потребовали прекратить съемку, представляться они отказывались, объяснять причины прекращения съемки - тоже. Журналист заявил, что по закону имеет право вести запись до того момента, пока ему не предоставят объяснения и законные основания для ее прекращения. Двое мужчин в камуфляже стали толкать журналиста, и один из них сказал другому - разбивай ему камеру. Журналисту пришлось ретироваться, однако затем он продолжил видеозапись. Второй из присутствующих в «жуналистско-экологическом десанте» в этой время получил удар по рукам, в которых он держал телефон, набирая номер отдела полиции. Давать объяснения люди на стройплощадке отказались, грубо разговаривали с журналистами и успокоились лишь после того, как им заявили, что вызваны полицейские.

СЕНТЯБРЬ, 20
СМИ Ставропольского края
В Пятигорске (Ставропольский край) прошло выездное заседания правления Ставропольской журналистской организации. Обсуждалась очень важная проблема – противодействие экстремизму и терроризму в информационной сфере. В последнее время край наводнен взрывоопасными слухами на темы межнациональных конфликтов, которые, по мнению прокуратуры, часто не имеют под собой почвы. Начальник отдела краевой прокуратуры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму рассказал, почему в прокуратуре создан подобный отдел, который есть далеко не во всех субъектах федерации. И призвал к сотрудничеству – на стадии проверки подготовленной информации. По его мнению, хорошо, если бы журналисты приняли решение о выработке некого алгоритма, согласовывая текст через сотрудников недавно созданного в Ставрополе Центра информационного противодействия экстремизму и терроризму. Слово «должны» не было произнесено ни разу, наоборот, подчеркивалось, что речь ни в коем случае не идет о цензуре. Но вот понимаете – «статья 49 вашего закона о СМИ вменяет журналисту обязанность проверять информацию, но законодатель не предусмотрел формы этой проверки и конкретной ответственности за ее неисполнение». В итоге – никто не привлечен к ответственности за недостоверную информацию, которая время от времени производит эффект детонатора в крае, где и без того с каждым годом усиливается миграционный отток славянского населения. Кроме того, на контрпропаганду органы тратят большие средства, и как-то несправедливо, что они изыскиваются из бюджета, а не из карманов виновников, тиражирующих непроверенный и взрывоопасный текст. После горячего обсуждения озабоченному гостю ответили сами журналисты – члены правления. Объективной информации (так же как истины), не может быть по определению, можно только идти к ней. Тем более, в деле межнациональных отношений, где, скорее всего, у каждой из сторон своя правда. Методы проверки информации преподаются на журфаке и являются азбучной истиной – это три не аффилированных источника. Журналисты с готовностью посоветуются со специалистами и даже покажут материал перед выходом в свет – но только оперативно (в течение трех часов), напрямую. Ни в какой центр они его отдавать не будут – застрянет на согласованиях, опыт уже был. Пока чиновники определятся, кому нести ответственность за информацию, в блогосфере она не только выйдет, но уже давно и плесенью покроется. Кроме того, сам Центр информационного противодействия экстремизму создан при комитете массовых коммуникаций правительства края. В его составе полно чиновников и особистов, но нет ни одного журналиста. Прокурору посоветовали изучить опыт Национального антитеррористического комитета, члены которого напрямую сотрудничают с журналистами, не боясь давать им свои мобильные телефоны и электронную почту. А портал НАКа сообщает об операции, когда она еще идет. Гость сказал, что с опытом НАКа ознакомится непременно. Однако номер своего телефона не дал. А журналисты просили...

СЕНТЯБРЬ, 20
Андрей Туоми
Любовь Горохова
Гзета«Новости Калевалы»
Избирательная кампания в органы местной власти завершилась, однако эхо её, похоже, будет долгим. Во всяком случае, для сотрудников редакции газеты «Новости Калевалы». Заместитель министра по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и СМИ Александр Рыбаков (именно он курирует прессу) объявил главному редактору газеты Любови Гороховой, что она должна найти повод и уволить с работы корреспондента Андрея Туоми. Почему она должна это сделать редактору не ясно. Работа журналиста её устраивает. На что А. Рыбаков предложил вместе поискать какой-нибудь мотив для увольнения. А поскольку Л. Горохова отказалась от сотрудничества, то её предупредили, что тогда отыщется повод её саму уволить из редакции. Разговор этот проходил в кабинете руководителя Калевальской районной администрации В. Булавцевой и кроме правительственного чиновника, отвечающего за взаимодействие со СМИ, участвовала в нём также и министр Л. Мигунова. Претензии к корреспонденту Андрею Туоми возникли по той причине, что он рискнул баллотироваться на должность главы Калевальского городского поселения и столкнулся на выборах с кандидатом от «Единой России», начальником одного из отделов районной администрации. Но мало того, что журналист ввязался в борьбу, так он, уйдя на момент избирательной кампании в отпуск, как того требует закон, в своем блоге взялся публиковать и комментировать документы местной власти, которые изобличали первых лиц района в сомнительных делах. От того предвыборный конфликт быстро дополнился еще и трениями между редактором районной газеты и руководителем районной администрации. Сложность ситуации для главного редактора заключается в том, что организационно-правовая форма редакции газеты «Новости Калевалы» такова, что Л. Горохова являлась еще и директором муниципального бюджетного учреждения «Информационный центр «Новости Калевалы» (собственно это и есть газета, для удобства финансовой деятельности избрана такая форма). И получалось, что главный редактор газеты зависим от районной администрации, прямо подчиняясь ей в рамках другой организации. И, следовательно, расторгнуть договор с директором МБУ «Информационный центр «Новости Калевалы» означало расстаться с главным редактором одноименной газеты. Увольнение же грозило безработицей, поскольку никакой другой работы в районном центре не найти, что конфликтующие стороны понимают. Конфликт, однако, затянулся в тугой узел и очевидно, кто окажется в нём проигравшей стороной. Чтобы попытаться не допустить разгона редакции, Союз журналистов Карелии направил письмо в адрес прокурора республики, описав в нём конфликтную ситуацию, и потребовав защитить сотрудников редакции газеты «Новости Калевалы», поскольку представители органов районной и республиканской власти грубо нарушают как Конституцию России, так и закон о СМИ, запрещающий любые формы цензуры. В данный момент ситуация неопределенна. Никто никаких административных репрессивных действий в отношении редактора Л. Гороховой и журналиста А. Туоми пока не предпринимает. Остается надежда, что огласка ситуации заставит представителей власти оглядываться на закон.

СЕНТЯБРЬ, 21
Газеты на карельских наречиях Карелии
Управление Роскомнадзора по Карелии провело плановую проверку печатных средств массовой информации республики, неожиданно обнаружив, что газета «Ома муа» («Родная земля») не предоставила в управление Роскомнадзора ни устава редакции, ни другого какого-то заменяющего устав договора. Согласно правилам, предоставить документы надо было в течение трех месяцев со дня первого выхода периодического печатного издания в свет, но по каким-то причинам сразу этого не случилось (газета издается с1990 г.) и обнаружилось только спустя 23 года. Впрочем, возможно, и после выявленного пробела в исполнении законодательства можно не спешить с исправлением замечания, так как предполагается, что с 1 января 2014 г. две газеты на разных диалектах карельского языка будут объединены в одно печатное периодическое издание. В настоящее время кроме еженедельника «Ома муа» на ливвиковском наречии издается еще и «Виенан Карьяла» («Беломорская Карелия») на карельском наречии. За последние пятнадцать лет, столько действует термино-орфографическая комиссия при главе Карелии, учёные создали единый литературный карельский язык, и потому решено отказаться от прежнего использования в газетно-журнальном деле двух наречий. Общий тираж газеты «Родная земля» составляет 608 экземпляров, а «Беломорской Карелии – 504 экземпляра. Оба издания, как и вообще все финно-угорские СМИ, содержатся за бюджетный счёт. Всего в Карелии издаются на карельском, вепсском и финском языках 6 журналов и газет.

СЕНТЯБРЬ, 21
Газета «Нам не всё ясно»
Газета «Яблочный сказ»
Следственным органам республики придётся выяснить, кто во время недавней избирательной кампании в органы местной власти издавал в Карелии газеты «Нам не всё ясно» и «Яблочный сказ». Первое издание было точной копией газеты «Нам всё ясно», которую издаёт республиканское отделение партии «Справедливая Россия» и «подпольное» издание было направлено против эсеров и их кандидатов. Вторая газета-листовка атаковала местных «яблочников», участвовавших в муниципальных выборах. Анти-эсеровское издание обнаружилось сразу в пяти районах республики, именно там, где у партии «Справедливая Россия» были сильные позиции на выборах. Предполагаемый тираж достигал не менее ста тысяч экземпляров. «Яблочный сказ» распространялся только в Олонецком районе, где сильны позиции партии «Яблоко», но какой у издания тираж - неизвестно. Сами «яблочники» собрали по деревням и в районном центре более 5 тысяч экземпляров. Региональные отделения двух партий, подвергшиеся информационной атаке, обратились в правоохранительные органы республики, требуя разыскать и наказать авторов предвыборного «чёрного» пиара. Хотя надежды на то, что заказчики незаконной печатной продукции будут найдены, практически нет никакой. Во время парламентских выборов 2011 г. в Петрозаводске на регулярной основе в течение нескольких месяцев выходил еженедельник «Криминальная среда». И прокуратура, и МВД и Центризбирком Карелии знали всё об издателе и редакторе этой «сливной» газеты, на страницах которой дискредитировались конкуренты партии «Единая Россия». Более того, в ходе независимого расследования, проведенного гражданскими активистами, было документально установлено, что газета «Криминальная среда» изготавливалась в партийном офисе «Единой России». При этом издание прекратило выходить только после того, как завершилась избирательная кампания. Её редактор-издатель был подвергнут мизерному административному штрафу. Депутаты Законодательного собрания Карелии, чьи партии пострадали от «чёрного» пиара на выборах, также обратились в правоохранительные органы республики с требованием найти заказчиков и авторов незаконных листовок-газет, обещая обсудить на специальном заседании тему незаконной агитации и то, как с ней борются силовые структуры.

выпуск изданий-двойников – 2 раза

СЕНТЯБРЬ, 22
Газета «Коммерческие вести»
В последние полтора года после ухода на заслуженный отдых бывшего областного главы омские власти существенно сократили расходы на средства массовой информации и перестали на них обижаться. Иски к СМИ предъявляют теперь время от времени только местные бизнесмены. Но таких, которые бы не имели совсем отношения к власти бывшей и нынешней (хотя это – условное разделение, т.к. власть не вмещается в один кабинет, если он – не кремлевский) в Омской области практически нет. Омским арбитражным судом принято на днях к рассмотрению неожиданное исковое заявление конкурсного управляющего – владельца ИП Никиты Уточенко, известного в предпринимательских и адвокатских кругах, как специалист по банкротству предприятий местной промышленности, преимущественно АПК. В «Новой газете», в частности, рассказывалось, как ему удавалось ликвидировать их – так, чтобы у их собственников не возникало необходимости выплачивать кредиторскую задолженность Сбербанку РФ. «Экономия» достигала в отдельных случаях сотни миллионов рублей. В иске оспаривается статья в «Коммерческих вестях», написанная его коллегой – московским бизнесменом Михаилом Гинцяком, который признается, что «не успокоится, пока в отношении Уточенко не будет возбуждено уголовное дело». В суд обратился он лишь через полгода после выхода публикации в свет. Причину столь долгих раздумий его оппонент объясняет тем, что в иске отстаиваются не столько честь, достоинство и репутация самого истца, сколько правоохранительной и судебной систем, с помощью которых ему удается добиваться успехов в банкротстве. Суду предстоит подтвердить или опровергнуть существование в Омске, как пишет Гинцяк в «Коммерческих вестях», «организованного преступного сообщества». Поэтому предстоящий судебный процесс представляет большой общественный интерес.

СЕНТЯБРЬ, 23
Станислав Вахрушев
Чиновники главного управления молодёжной политики Челябинской области просят полицию привлечь главного редактора сайт «Итоги74» Станислава Вахрушева к уголовной ответственности. Поводом для их заявления послужила серия публикаций на страницах веб-сайтов «Итоги74» и «Челбизнес.Ру» о системных нарушениях и злоупотреблениях при расходовании бюджетных средств в этом самом управлении молодежной политики. «Власти любыми способами стремятся не допустить дальнейших антикоррупционных расследований», - сообщил главный редактор сайта «Итоги74» С. Вахрушев. И добавил, что 23 сентября в УМВД России по городу Челябинску от сотрудниц главного управления молодёжной политики Челябинской области Екатерины Истоминой и Татьяны Пащенко поступили заявления с просьбой провести расследования по фактам якобы обнародования их персональных данных в наших материалах. Заявительницы упоминают 137 статью УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну. Вызванный для дачи пояснений в полицию С. Вахрушев так и не смог понять, какие действия ему вменяют в качестве нарушений, поскольку в расходовании казенных средств чиновниками он никакой тайны не усматривает. К тому же дознаватель отказалась предъявлять ему для ознакомления приложения к заявлениям (фотографии, распечатки). И не пояснила, какое отношение Вахрушев имеет к личным или семейным тайнам заявительниц. «Никакой молодёжной политики в регионе нет, есть только примитивные схемы расходования бюджетных средств, - заявил корреспонденту ФЗГ редактор Вахрушев - Общество тратит на молодёжные направления десятки миллионов рублей, а в результате получает третьеразрядные «капустники». Мы рассказываем о значительных суммах неэффективно потраченных бюджетных средств, это сотни миллионов рублей, приводим доказательства, а нам предъявляют несуразные обвинения в обнародовании «интима». Это характеризует масштаб деятельности ведомства и да, личности авторов из этого ведомства». «Итоги74» и «Челбизнес.Ру» рассказывали о финансовых и бюджетных нарушениях в главном управлении молодёжной политики Челябинской области последние полгода. В результате по настоянию журналистов был признан незаконным госконтракт управления молодежной политики на организацию участия делегатов Челябинской области в международной конференции в Швейцарии.

СЕНТЯБРЬ, 23
Татьяна Гусельникова
Припарковавшая автомобиль Porsche на встречной полосе на улице Красной в Краснодаре и оскорбившая журналиста «Новой газеты Кубани» Анна Миносьян раскаялась. Женщина извинилась перед корреспондентом газеты Татьяной Гусельниковой. Она сказала, что сожалеет о своем поступке и раскаивается. Гусельникова приняла извинения и пожелала женщине впредь не нарушать правила дорожного движения. Ранее, 22 мая, мировой суд в Краснодаре вынес решение о штрафе в отношении Анны Миносьян. За оскорбление Татьяны Гусельниковой она была оштрафовали на 3 тыс. рублей. В марте А. Миносьян оскорбила журналиста «Новой газеты Кубани», которая снимала неправильную парковку. Факт видеосъемки недовольная женщина прокомментировала несколькими матерными репликами и угрозами (см. монитор за март 2013 года).

СЕНТЯБРЬ, 24
Программа «Человек и закон»
По решению Останкинского районного суда Москвы в программе «Человек и закон» должны быть опровергнуты ранее распространенные сведения о бывшем председателе Челябинского областного суда Федоре Вяткине. Гражданское дело было рассмотрено 16 августа, решение суда опубликовано на днях. Напомним, что в сюжете телепередачи, которая вышла в эфир 8 декабря прошлого года, рассказывалось о том, что Федор Вяткин вовлечен в преступную группировку «калининская семья», участвовал в совершении мнимой сделки и оказывал давление на судей области с целью принятия ими незаконных решений. Также телезрители программы узнали, что бывший председатель причастен к совершению противоправных действий против жизни и здоровья служителей Фемиды, которые принимали решения против его воли. По информации пресс-службы райсуда, ЗАО «Телекомпания «Останкино» обязали дать опровержение распространенных в транслировавшейся телепередаче «Человек и закон» сведений. Помимо этого с телекомпании в пользу Вяткина взысканы судебные расходы.

СЕНТЯБРЬ, 24
Интернет-журнал «7x7»
Газета «Красное знамя»
Виктор Прокушев
В Республике Коми Усинский депутат выиграл судебную тяжбу. Альмир Бадыков обратился в суд после того, как в личном блоге журналиста агентства «КомиОнлайн» Владимира Прокушева появился пост, в котором он написал о нарушениях в деятельности ООО «ФАМ», которое якобы на тот момент возглавлял усинский депутат. Данный текст перепечатали газета «Красное знамя» и интернет-журнал «7х7». А. Бадыков указал в исковом заявлении, что сведения, распространенные в блоге, а также в двух СМИ, порочат его честь, достоинство и деловую репутацию, так как с августа 2011 года он не является генеральным директором ООО «ФАМ». По возбужденному делу нет решения суда, в качестве свидетеля либо подозреваемого он не допрашивался, какие-либо обвинения в его адрес не предъявлялись. В связи с этим он потребовал обязать интернет-журнал «7x7», газету «Красное знамя» и Виктора Прокушева опубликовать опровержение информации и утверждений, указанных на страницах в сети Интернет, взыскать с каждого по 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, а также расходы на услуги представителя. Суд вынес решение требования А. Бадыкова удовлетворить частично, признать сведения, изложенные на «7x7», порочащими его достоинство и деловую репутацию. В частности фразу «А. Бадыкова подозревают в хищении средств из муниципальной казны по муниципальной программе «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» на 2010 год», а также сведения в материале «Члена Общественной палаты Коми подозревают в хищении бюджетных средств» – а именно информацию о причастности Бадыкова как гендиректора ООО «ФАМ» к хищению денежных средств. Кроме того, суд постановил взыскать с «7x7» 20 тысяч рублей в пользу Бадыкова – в качестве морального вреда, и расходы на услуги представителя также в размере 20 тысяч рублей.

СЕНТЯБРЬ, 24
Все СМИ
Погранслужба ФСБ отказала журналистам в анонсированном ранее посещении в Мурманске задержанного ледокола Arctic Sunrisе (Greenpeace), чей экипаж подозревается в пиратстве за протестную акцию у платформы «Приразломная» в Баренцевом море. «Пресс-тур отменяется, поскольку на судне начались следственные действия», - приводит слова представителя погрануправления РИА Новости.

СЕНТЯБРЬ, 24
СМИ Миасса
Телепрограмма «День за днем: Итоги недели»
В СМИ Миасса (Свердловская область) поступило негласное распоряжение от областных властей не освещать тему изменений в устав города. Журналисты, не согласившиеся с такой позицией, в знак протеста решили закрыть популярную в городе еженедельную телепрограмму «День за днем: Итоги недели». Последний ее выпуск вышел 20 сентября, а сегодня его в последний раз повторили. «Миасский устав – самый нестабильный законодательный документ в городе, - сообщила Znak.com автор информационно-аналитического проекта Оксана Лыткина. - Его меняет каждый созыв депутатов. Перекраивают устав всякий раз под определенные цели». Так, по словам журналиста, в 2004 году, когда посадили мэра города Владимира Григориади, депутаты отобрали у горожан право выбора главы города – по всей видимости, опасаясь, что к власти придет коммунист Михаил Жмаев. Градоначальника начало выбирать собрание депутатов из своего же числа. Народным избранникам, по данным журналистов, дано задание сохранить в Миассе двухглавую систему власти. И дабы избежать критики, власти ввели табу на освещение этой темы, тем самым разозлив журналистов. По словам Оксаны Лыткиной, пока реакции на закрытие программы не последовало. Для того, чтобы вернуть программу, чиновники должны перестать давить на журналистов. «Мы ведь не диктуем им, какие решения принимать, - говорит автор программы. – А освещаем очень серьезные темы».

СЕНТЯБРЬ, 24
Газета «ПринципЪ»
Проверку по факту избиения журналиста на востоке Москвы начала столичная полиция. Как сообщил корреспонденту «БалтИнфо» источник в правоохранительных органах, вечером в полицию поступила телефонограмма из московской клиники о том, что к ним с многочисленными ушибами лица и руки была доставлена 34-летняя фотокорреспондент газеты «ПринципЪ». Установлено, что по заданию редакции женщина снимала репортаж на улице Матросская тишина, и в районе дома 10 на нее напал мужчина в военной форме. Он заявил, что производство съемки в этом месте запрещено, нанося при этом удары. После оказания медпомощи женщину отпустили домой. Сейчас полиция изучает все обстоятельства произошедшего.

СЕНТЯБРЬ, 25
ИА Запад 24
Суд отказал главе Ачинска (Красноярский край) в компенсации морального вреда. Назаровским городским судом рассмотрен иск главы города Ачинска Илая Ахметова к информационному агентству «Запад24». Было вынесено решение полностью отказать главе Ачинска в удовлетворении исковых требований. Напомним, Илай Ахметов обратился в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и возмещении морального вреда в отношении ИА «Запад24». Его задело высказывание, прозвучавшее в программе «Ачинск без цензуры»: «градоначальник отказался комментировать высказывание главы Администрации Владимира Аникеева. Таким образом, глава города решил нарушить закон «О СМИ». Свою честь и достоинство Илай Узбекович оценил в 1 миллион рублей. Решение, принятое судом, вступит в законную силу через 30 дней, в течение этого времени стороны могут его обжаловать.

СЕНТЯБРЬ, 25
«Комсомольская правда-Калуга»
ООО «Информбюро»
Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов уверяет, что не оскорблял бизнесмена Олега Дерипаску, а характеризовал управленцев его компании. Ранее стало известно, что глава «Русала» Олег Дерипаска подал в арбитражный суд Красноярского края иск к Артамонову, ООО «Агентство «Комсомольская правда-Калуга» и ООО «Информбюро» о защите деловой репутации. Это произошло после того, как в августе 2013 года в интернете была опубликована статья «Артамонов назвал Дерипаску жуликом». «Очень жаль, что Дерипаска принимает меня за такого несерьезного человека, я достаточно взрослый человек, чтобы такого не говорить применительно к персоналиям. Я ему сказал, что его люди, которые управляют его предприятиями в Калужской области, довели их «до ручки», людей вышвырнули на улицу. Я ему сказал, что его люди – жулики. Один из журналистов весь наш разговор, который я рассказал, выложил в интернет в искаженном виде», - рассказал Артамонов «Русской службе новостей». Губернатор добавил, что не будет подавать в суд на «Комсомольскую правду», журналисты которой опубликовали эту статью, потому что «у него много дел».

СЕНТЯБРЬ, 26
Газета «БАМ»
В ФЗГ обратились сотрудники редакции газеты «БАМ» (Тында, Амурская область). Они сообщили, что к редакции предъявлен иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, опровержении порочащих сведений, взыскании морального вреда. Истец считает, что при указании в публикации его имени, фамилии и месте работы редакция нарушила ФЗ «О персональных данных». В публикации действительно содержится информация подобного рода, так как материал написан об его профессиональной деятельности, процитированы заявления и жалобы в правоохранительные органы от его подчиненных, где они указывают его имя, фамилию, место работы и должность. Кроме того, истец накануне выхода публикации приходил в редакцию, называл свое имя, фамилию и должность.

СЕНТЯБРЬ, 26
Телеканал «Восточный экспресс»
В Челябинске в редакцию телеканала «Восточный экспресс» нагрянули силовики – здание проверяют на готовность к антитеррористической угрозе. «В помещении находятся представители ФСБ, УВД и горадминистрации в рамках проверки готовности телерадиокомпании к антитеррористической угрозе. Требовали гендиректора Шагиева, но его не оказалось на месте, зашли к его заместителю», – рассказал корреспондент агентства «Доступ». Силовики запросили данные по количеству охраны и запустили проверку сирены, сообщив об обнаруженной бомбе. «Сирена не сработала. Провели эвакуацию персонала. В общей сложности на улицу вывели 30 человек», – сообщает корреспондент, отмечая, что сотрудники телеканала покидали свои места неохотно.

СЕНТЯБРЬ, 26
Денис Синяков
Ленинский районный суд Мурманска 26 сентября арестовал фотографа Дениса Синякова, снимавшего акцию активистов Greenpeace возле нефтяной платформы «Приразломная» в Баренцевом море. Напомним, что 18 сентября экологи на моторных лодках, спущенных с ледокола Arctic Sunris, подплыли к нефтяной платформе «Приразломная» и попытались взобраться на нее. Этому помешали российские пограничники, которые прекратили акцию, а затем отбуксировали ледокол в Мурманск. Все находившиеся на борту судна были задержаны. В результате проверки, проведенной Следственным комитетом РФ, было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 227 УК РФ («Пиратство, совершенное организованной группой»). Ленинский районный суд Мурманска, где решался вопрос о мере пресечения для «пиратов», избрал Денису Синякову арест на два месяца. В ходе заседания прокурор просил суд арестовать фотографа, мотивируя это тем, что «в случае освобождения он может уничтожить вещдоки и продолжить преступную деятельность», «скрыться от следствия, поскольку у него есть загранпаспорт и нет прописки в Мурманской области». Синяков же заявил, что от следствия скрываться не намерен – у него есть семья, ребенок; кроме того, он сообщил, что заграничный паспорт уже изъят следствием, как и вся его аппаратура. Он акцентировал внимание суда на том, что, находился на судне в качестве приглашенного фотокорреспондента и, снимая акцию, он работал как журналист и никак не влиял на происходящее. «Моя преступная деятельность - это журналистика», - цитирует Синякова информационное агентство FlashNord. Тем не менее, суд удовлетворил ходатайство прокурора. Журналист арестован до 24 ноября. Союз журналистов России 26 сентября потребовал освобождения Д. Синякова. «Поскольку он не нарушал закон, а пытался осветить саму ситуацию, то необходимо сделать все возможное, чтобы вмешалась Генеральная прокуратура и сумела защитить этого человека», - сказал в интервью агентству РИА Новости председатель СЖР Всеволод Богданов. Освободить фотографа призвала международная организация Reporters sans frontières. Главные редакторы и журналисты российских СМИ опубликовали открытое письмо в поддержку Синякова, а в Москве прошла серия пикетов его защиту с участием фотографов, журналистов, блогеров. Вопреки традиции, никто задержан не был. Остается добавить, что Денис Синяков - известный российский фотограф, сотрудничал с France Press, Reuters, «Коммерсантом», Лентой.ру. В последнее время снимал по контракту для организации Greenpeace.

СЕНТЯБРЬ, 27
Газета «Острогожская жизнь»
Сразу два иска о защите чести, достоинства и деловой репутации поданы из-за предвыборных публикаций районной газеты «Острогожская жизнь». Один из них подан в Острогожский районный суд (Воронежская область) Татьяной Нетесовой. Она оспаривает сведения, которые были изложены в публикации газеты «Острогожская жизнь», вышедшей в сентябре этого года во время предвыборной кампании. Истица заявляет, что, будучи кандидатом в депутаты Острогожского райсовета, она воспользовалась предоставляемым законодательством правом бесплатно опубликовать свое обращение к избирателям. Однако в текст, который она предоставила в редакцию «Острогожской жизни», были внесены изменения. В частности, в обращении появилась фраза: «Мое отличие от других кандидатов в том, что я молодой специалист, образование высшее, начинаю свою деятельность в родном селе». Татьяна Нетесова утверждает, что этого предложения не было в исходном тексте обращения. Ее рабочий стаж исчисляется с 1974 года, и такие слова истица рассматривает как оскорбление и насмешку над своим возрастом. Более того, истица полагает, что указанная фраза негативно повлияла на ее предвыборную кампанию, снизила доверие избирателей. Т. Нетесова требует в судебном порядке признать текст публикации не соответствующим действительности и ущемляющим ее избирательные права. Моральный вред, нанесенный ей, истица оценила в 50 тыс. рублей. Второй иск подал другой бывший кандидат в депутаты Острогожского райсовета, предприниматель Сергей Логвин. Он предъявил претензии к содержанию заметки «Исключен из рядов партии», опубликованной в «Острогожской жизни» в августе этого года. В тексте сообщалось, что С. Логвин был исключен из «Единой России» единогласным голосованием членов местного отделения «ЕР» за «действия, наносящие ущерб политическим интересам» партии. Истец утверждает, что он добровольно покинул ряды партии и написал заявление о выходе по собственной воле. Сообщение в газете он считает недостоверным, наносящим урон его чести, достоинству и репутации, а также нанесшим вред его избирательной кампании. Сергей Логвин требует в судебном порядке опубликовать в «Острогожской жизни» его ответ на оспариваемую заметку. В обоих процессах ответчиком в судебном процессе выступает воронежский областной медиахолдинг «РИА Воронеж», в который входит газета «Острогожская жизнь».

СЕНТЯБРЬ, 27
Кьерон Бриан
В Мурманске арестован еще один журналист с корабля Arctic Sunrise - Кьерон Бриан (Kieron Bryan). На борту ледокола Arctic Sunrise, экипаж которого находится в Мурманске, был еще один журналист - британец Кьерон Бриан. Об этом «Новой газете» сообщил глава бюро Европы и стран бывшего Советского Союза организации «Репортеры без границ» Йохан Бир: «Бриан - видеокорреспондент-фрилансер из Великобритании. Он выполнял свой журналистский долг и не сделал ничего противозаконного. Членом «Гринписа» он не является и не принимает участия в акциях. Бриан арестован на 2 месяца». К. Бриан сотрудничал с The Times, The Mirror и Current TV.

СЕНТЯБРЬ, 28
Елена Суслова
Татьяна Малышева
Мы уже сообщали, что собкор независимой краевой «Открытой газеты» Елена Суслова подала иск о защите чести и достоинства к своей коллеге из казачьей газеты «Лик Кавказа» Татьяне Малышевой – за статью «Подробная инструкция по изготовлению клеветы» (см. монитор за май 2013 года). Напоминаем, что казачьему редактору не понравилось мнение коллеги по поводу сомнительной приватизации курортных земель казаками, и она, презрев профессиональную солидарность, употребила в своей «инструкции» такие обороты, как «выгребная яма с помоями», «журналистская проституция», «параноидальное репортерское воображение», «умалишенный параноик», «продажные журналисты – иудины отпрыски» и т.д. Лингвистическая экспертиза Ю. Емельяновой (Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы) ничего оскорбительного в «подробной инструкции по изготовлению клеветы» не увидела. И судья районного суда Железноводска Анна Супрунова в иске Елене Сусловой отказала. Более того, решением суда истица должна была оплатить эту экспертизу – в сумме 95 тысяч рублей! «Параноик» и «иудин отпрыск» Елена Суслова не смирилась с этими оскорбительными ярлыками и подала жалобу в апелляционную инстанцию. Апелляционная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда под председательством А. Савина отменила решение краевого суда и приняла новое: иск частично удовлетворить. Ответчица теперь оплатит моральный вред (15 тысяч рублей), и компенсацию по оплате услуг юриста истицы. Но на этом конфликт не исчерпан. В том же номере казачьей газеты дал комментарий к «инструкции» атаман местного казачьего общества Валерий Поматов. «Комментарий» изобилует оскорблениями в адрес независимой журналистки, и их не хочется приводить. И опять в первой инстанции ничего оскорбительного не увидели. Не заметили оскорблений и при первом рассмотрении в апелляционной инстанции. Только надзорный орган – Президиум краевого суда, счел высказывания атамана оскорбительными и вернул дело на повторное рассмотрение в апелляционную инстанцию. Елена Суслова надеется, что в окончательном решении краевая коллегия судей к мнению Президиума краевого суда прислушается.

СЕНТЯБРЬ, 29
Сайт «СуперОмск»
Руководству «ИТ-Банка» не удалось отстоять свою репутацию в споре с редакцией сайта «СуперОмск». Первоначально банкиры оценили ее в сумму, рекордную для региона - 5 млн. рублей: они потребовали такую компенсацию за публикацию информации о том, что в данном финансовом учреждении «незаконно ведется слежка за клиентами и сотрудниками» (см. монитор за фквраль 2013 года). Об этом рассказал «СуперОмску» бывший начальник службы безопасности банка Юрий Скурихин. Монтажом камер слежения, установленных почти во всех помещениях, по его словам, занималось ООО «Профи ТВ», по непроверенным сведениям, имеющее отношение, к органам государственной безопасности. В ходе процесса в областном арбитражном суде исковые требования заявителями были снижены до 300 тыс. рублей: истцы предъявили их не только редакции, но и своему экс-коллеге, предоставившему ей информацию, и журналистке Наталье Калининой, написавшей материал. Разбирательство длилось около 7 месяцев, и в итоге суд в иске полностью отказал. С банка взыскано в пользу ответчиков 45 тыс. рублей судебных издержек. Правда, решение арбитражного суда еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано.

СЕНТЯБРЬ, 29
Сергей Семенов
В Санкт-Петербурге ночью, после матча «Зенит» – «Спартак», совершено нападение на сотрудника МТРК «Мир» Сергея Семенова. Корреспондент возвращался из редакции после подготовки репортажа о футбольном матче на стадионе «Петровский». Как пояснили в телекомпании, предположительно в 00.30 на выходе из станции метро «Проспект Ветеранов» на него напала группа молодых людей. Семенов получил серьезные травмы головы и брюшной полости. У него отняли мобильный телефон, сумку, деньги и куртку. Когда потерпевший пришел в сознание на улице, он сумел добраться до дома, вызвал «скорую», позвонил в полицию. В Александровской больнице его прооперировали. Медики оценивают состояние пациента как средне-тяжелое. В воскресение корреспондент обратился в полицию с заявлением.

СЕНТЯБРЬ, 30
«Радио Звезда»
«Радио Вера»
Две новых радиостанции появятся в Екатеринбурге, одна из них представляет военное ведомство, вторая - русскую православную церковь. Обладатели двух частот в диапазоне FM были названы по итогам конкурса Роскомнадзора. Право осуществлять вещание на частоте 87,6 МГц получило «Радио Звезда». Радиостанция входит в медиагруппу ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил РФ», объединяющую телеканал, радио и интернет-сайты. «Радио Звезда» появилось в эфире в 2005 году и сейчас осуществляет вещание в 13 регионах. Считается единственной российской радиостанцией, в вечернем и ночном эфире которой можно услышать чтение книг. «Час короткого рассказа» и «Ночная радиокнига» знакомят слушателей (целевая аудитория – работающие горожане-мужчины в возрасте от 30 лет) с историческими и приключенческими романами, юмористическими рассказами, фронтовыми повестями и даже классикой русской и зарубежной литературы. На частоте 93,7 МГц будет вещать радиоканал «Вера, надежда, любовь». Инициаторами создания этого проекта являются частные благотворители и фонд «Фома-центр». В эфире «Радио Вера», как сказано на официальном сайте, «только светлая музыка, а среди наших программ - рассказы о любви, славных страницах истории, о детях и самых обычных жизненных радостях. «Вера» - светлое радио для тех, кто хочет верить».

СЕНТЯБРЬ, 30
Журнал «ТелеШоу»
С медиарынка Екатеринбурга уходит очередное печатное издание. Это журнал «ТелеШоу» медиахолдинга «АБАК-пресс», еще недавно называвшее себя «единственным в российских регионах глянцевым журналом-телегидом для обеспеченной аудитории». Главный редактор проекта Наталья Панасенко подтвердила информагенству «Ура.ру» информацию о закрытии издания. «Ничего сверхъестественного не произошло, - заметила она. - Наш издатель посчитал, что вложения в «ТелеШоу», учитывая рыночную ситуацию, нецелесообразны». «ТелеШоу» был создан в 2005 году и сразу в формате глянцевого журнала. Это позволило новому телегиду выделиться на фоне конкурентов, большая часть из которых существовала в виде газет. Содержательная модель издания сразу подразумевала предоставление читателю не только ТВ-программы и анонсов, но и «легкого чтива», и множества дополнительных информационных сервисов. Светлана Лебедева, первый редактор телегида, узнав о закрытии издания, сказала: «Мы старались сделать для Екатеринбурга продукт европейского уровня. Я считаю, это нам удалось: город журнал оценил, и было огромным счастьем для всей команды смотреть, как каждую неделю тираж рос на одну-две тысячи экземпляров. За год произошел рекордный скачок – с пяти до 50-ти тысяч журналов еженедельно. Такого роста я ни у одного печатного СМИ не припомню». Всем сотрудникам предложены вакансии в других проектах медиахолдинга.

СЕНТЯБРЬ, 30
Телекомпания «ГТРК-Омск»
Двое мужчин утром проникли в офис телекомпании «ГТРК-Омск» на улице Комсомольской в селе Полтавка Омской области, но были задержаны полицейскими, которых успел вызвать сторож. При задержании злоумышленники оказали сопротивление, после чего сотрудникам полиции пришлось стрелять из табельного оружия. Как сообщает УМВД, в ходе предварительной проверки установлено, что двое братьев, один из которых ранее судим, взломали входную дверь и проникли в помещение филиала телекомпании. При задержании они начали драться с полицейским, после чего стражем порядка был произведен предупредительный выстрел в воздух из табельного оружия. Выясняются обстоятельства произошедшего. По факту причинения телесных повреждений представителю власти проводится проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение.

СЕНТЯБРЬ, 30
Сайт «InfoСМИ.ru»
Министерство юстиции внесло в Федеральный список экстремистских материалов сайт «InfoСМИ.ru». Поскольку ресурса с таким именем в Рунете не существует, сайт CNews со ссылкой на экспертов центра «Сова» считает, что речь идет об интернет-портале «ИноСМИ» (inosmi.ru). Решение о блокировке за экстремизм было вынесено Ленинским районным судом города Уфы от 13 мая 2013 года. При этом, как отмечает CNews, в решении суда не указан адрес конкретной страницы с экстремистскими материалами, а само название сайта написано с двумя ошибками: помимо лишней буквы «f» часть «СМИ» в нем написана по-русски, хотя кириллических доменов в зоне .ru не бывает. Причиной для блокировки сайта, названного «InfoСМИ.ru», как сообщает Минюст, стали экстремистские комментарии пользователя под ником «morpeh». В решении суда указаны фразы «Не надо лгать самому себе», «Возникают подозрения, что поборники радикального ислама негативно относятся к странам Запада, поддерживают терроризм и вообще не собираются интегрироваться в социальную среду, в которой проживают», «И те и другие недооценивают исламскую угрозу», опубликованные на сайте 12 сентября 2012 года. Из трех фраз в поиске на сайте «ИноСМИ» находится только одна, в статье «Парадокс мультикультурализма: толерантность по отношению к нетолерантным?». Комментариев от пользователя под ником «morpeh» под этой статьей, как и на всем сайте, нет. Согласно решению Верховного суда от 2010 года, редакции интернет-СМИ не несут ответственность за комментарии, размещаемые пользователями. Для того, чтобы лишить власти возможности блокировать целые ресурсы за комментарии, функции контрольного органа были переданы Роскомнадзору. Ведомство может потребовать от редакции сайта удалить экстремистские комментарии. При этом экстремистские материалы часто указываются судами с ошибками, иногда без полных ссылок на материал. Сайт «ИноСМИ», основанный в 2004 году, принадлежит агентству РИА Новости. Он переводит статьи о России из зарубежных СМИ и другие материалы, интересные для российской аудитории.

СЕНТЯБРЬ, 30
Газета «День»
В Ижевске в редакции удмуртской газеты «День» сотрудники ФСБ проводят обыски. Как заявил Интерфаксу главный редактор частного независимого издания Сергей Щукин, обыски проводятся в рамках дела, возбуждённого по заявлению генерального директора компании «Концерн «Калашников» Константина Бусыгина. «По заявлению Бусыгина о том, что якобы я хотел похитить 1,5 млн рублей», - уточнил главный редактор. В управлении ФСБ по Удмуртии сообщили, что дело возбуждено по факту попытки хищения денежных средств этой компании – по статье о мошенничестве в особо крупном размере. Представитель ведомства отметил, что обыски проходят и в домах лиц, возможно причастных к преступлению.

СЕНТЯБРЬ, 30
Роб Хорнстра
Арнольд ван Брюгген
Фотографу Робу Хорнстре (Rob Hornstra), одному из авторов «Проекта Сочи», отказали в российской визе без объяснения причин. Об этом сообщается в фейсбуке «Проекта Сочи». Хорнстра стал первым голландским журналистом, которому не выдали визу и аккредитацию в России с момента распада СССР. Роб Хорнстра вместе со своим коллегой, журналистом Арнольдом ван Брюггеном (Arnold Van Bruggen) должен был приехать в Москву на открытие выставки на «Винзаводе», которая была сделана совместно российским и нидерландским правительством в рамках года Голландии в России. Как отмечается в сообщении «Проекта Сочи», отказ Хорнстре в визе нанес удар по русско-голландским культурным соглашениям. Арнольд ван Брюгген все еще ждет ответа по визе, однако, по мнению авторов «Проекта Сочи», предыдущий опыт показывает, что ему, скорее всего, тоже откажут во въезде в Россию. Причиной отказа журналисты считают свою работу в соседнем с Сочи северокавказском регионе. Полгода назад Хорнстра и ван Брюгген выпустили книгу «Тайная история Хавы Гайсановой» (The Secret History of Khava Gaisanova), в которой рассказывается история женщины из североосетинского села Чермен, оставшейся без мужа. «Проект Сочи» был запущен Робом Хорнстрой и Арнольдом ван Брюггеном в 2009 году. Как объяснял Хорнстра в интервью «Ленте.ру», цель «Проекта Сочи» - «сделать атлас этого региона, создать альтернативную и реалистичную картину для тех, кто заинтересован в чем-то большем, чем просто Олимпийские игры». Проект рассказывает о подготовке Сочи и соседних территорий к Олимпиаде-2014 через фото-и текстовые репортажи.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни