Результаты мониторинга
11 Августа 2013 года

Результаты мониторинга ФЗГ – июль 2013

Случаи гибели журналистов – 1 (Ахмеднаби Ахмеднабиев, обозреватель газеты «Новое дело», Республика Дагестан).

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 7 (Галина Крамич, главный редактор газеты «Любимый город», Московская область; Борис Мурадов, главный редактор журнала Digital Photo, Москва; съемочная группа телекомпании «СургутИнтерНовости», Ханты-Мансийский автономный округ; Екатерина Пархоменко, журналист «Коммерсанта», Москва; Виталий Шушкевич, оппозиционный журналист, Москва; Юрий Нерсесов, выпускающий редактор сайта «Агентство политических новостей - Северо-Запад», Санкт-Петербург; Денис Кучменко, главный редактор газеты «Горожанин», Иркутская область).

Нападения на редакции, телецентры – 1 (газета «Московский комсомолец», Москва).

Попытки цензуры – 2 (газета «Городской вестник», Свердловская область; радиостанция «Финам FM», Москва)

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 4 (Роман Юшков, журналист газеты «Звезда», Пермь; Юрий Шкатуло, независимый журналист, Краснодар; Анатолий Кузнецов, редактор сайта «Анапа-про», Краснодарский край; Сергей Резник, корреспондент газеты «Южный Федеральный», Ростов-на-Дону)

Увольнение редактора, журналиста – 2 (Александр Орлов, заместитель главного редактора телеканала «Россия 24», Москва; Аиша Уруджева, главный редактор газеты «Вперед», Владимирская область).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 18 (Юрий Шкатуло, независимый журналист, Краснодар; Дододжон Атовуллоев, независимый журналист, Москва; Сергей Лунц, корреспондент Sensus Novus, Санкт-Петербург; Александр Сотник и Дмитрий Мелехин, корреспонденты politvestnik.tv, Москва; Екатерина Пархоменко, журналист «Коммерсанта», Виталий Шушкевич, оппозиционный журналист, Игорь Садоков, журналист Газеты.ру, Григорий Дукор, шеф-редактор фотослужбы Reuters, Маша Гессен, независимый журналист, Роман Волобуев, редактор GQ, Анастасия Каримова, журналистка «Коммерсанта», Карен Шаинян, корреспондент телеканала «Дождь», Сергей Шаргунов, главный редактор портала «Свободная пресса», Александр Буртин, корреспондент «Русского репортера», Михаил Почуев, корреспондент ИТАР-ТАСС, Владимир Роменский, корреспондент телеканала «Дождь», все – Москва; Ангелина Черток, корреспондент ИА «Свободные новости», Саратовская область).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 3 на сумму 10 000 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 2, удовлетворено – 1, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 80 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 34

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 2 (Юрий Шкатуло, независимый журналист, Краснодар; Евгений Михайлов, независимый журналист, Ростов-на-Дону).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 1 (газета «За Навального», Нижний Новгород).

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 2 (журнал Digital Photo, Москва; радиопрограмма «Жажда жизни», Москва).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 4 (газета «Здоровая Сысерть», Свердловская область; газета «Народный голос», Иркутская область; газета «Вечерний Рубцовск», Алтайский край; газета «Вперед», Владимирская область).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 7 (сайт РИА Новости, Москва; сайт «Нефтетранспортной территории», Москва, 2 раза; сайты РИА Дагестан, ВГТРК «Дагестан», газеты «Черновик», газеты «Новое дело», все - Дагестан).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ().

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 2 (компьютер съемочной группы голландского телевидения, в Мурманске; компьютер независимого журналиста Сергея Азарова, Ростовская область).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - 3 (сайт «Тренд 33», Владимир; газета «Черновик», Махачкала; редакция газеты «Вперед», Владимирская область).

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 42

ИЮЛЬ, 1
Сергей Азаров
В Ростовской области обыскали квартиру журналиста – забрали электронные носители информации. Новое дело в отношении журналиста раскручивается в городе Белая Калитва (Ростовская область). Утром в квартиру журналиста Сергея Азарова вошли полицейские с понятыми и предъявили постановление городского суда на обыск. «Вели себя корректно, ничего не переворачивали, попросили отдать системный блок компьютера и электронные носители информации – диски, флэшки. Отдал,  - рассказал Сергей. – В постановлении было написано, что я являюсь свидетелем по уголовному делу о клевете (ч.2 ст.129 УК РФ), которое было возбуждено еще 7 мая 2013 года. О том, что такое дело может быть возбуждено, Сергея Азарова поставили в известность 21 июня. Тогда его повесткой вызвали в отдел дознания белокалитвенского ОВД. Следователь Фатеева стала распрашивать о публикациях, появившихся на сайте webkalitva.ru. «Беседа носила странно пространный характер, - вспоминает журналист. – Следователь спрашивала, какого я мнения о ресурсе, о его авторах. На вопрос о моем статусе и о том, в рамках чего проходит опрос (доследственная проверка, просто проверка или какой-то другой этап) – следователь ничего не сказала». И лишь когда беседа была оформлена в виде протокола, который журналисту дали на подпись, он узнал о существовании уголовного дела по статье «Клевета». Но и тогда следователь ничего не сообщила ему о статусе в этом деле. Сайт webkalitva.ru позиционирует себя как независимая интернет-газета, которая объединяет всех, «кто поддерживает создание нашей, народной вертикали власти, взамен лживой путинской». Один из объектов постоянной критики ресурса – глава белокалитвенского района Ольга Мельникова. Пару статей для сайта написал и Сергей Азаров. В постановлении, на основании которого в квартире журналиста рано утром был произведен обыск, не были указаны ни статьи, ни оклеветанное лицо. Есть только указание: дело возбуждено в отношении «неустановленной группы лиц». Кроме авторских статей, ресурс активно публикует критические материалы без подписи, а также перепечатывает острые статьи из других интернет-ресурсов. Сайт продолжает работать. Сергей Азаров предполагает, что цель напористых действий правоохранителей в отношении журналиста – выяснить, кто может входить в «неустановленную группу лиц», занимающихся очернительством первого лица белокалитвенского района. Еще одной версией «наезда» на Сергея Азарова, по его мнению, может быть его сотрудничество с газетой «Уполномочен заявить». Это СМИ публиковало резко критические статьи о коррупции в донских правоохранительных структурах. Сейчас из-за финансовых проблем издание не выходит. В 2010 году редактор этой газеты Александр Толмачев был осужден как раз по ст.129 УК РФ («Клевета»), а сейчас его судят за вымогательство в особо 4,6 млн.рублей (см. монитор за декабрь 2011 года, январь, август 2012 года).

ИЮЛЬ, 1
СМИ Карелии
В центре Петрозаводска (Республика Карелия) рушат очередное старинное здание, обладающее охранным статусом. Здание благополучно пережило многие катаклизмы, в том числе и финскую оккупацию Петрозаводска, в результате которой город был основательно разрушен. В 2000 году зданию присвоен был статус историко-архитектурного памятника, и государство обязалось охранять его. Но, судя по дальнейшим событиям, ни министерство культуры Карелии, ни Петрозаводская администрация, числящаяся среди собственников, ни новый владелец здания компания «Техпромстрой» мало что сделали для сохранения здания. Более того некие злоумышленники не единожды поджигали его и чудо, что оно до сих пор стоит. Один из главных собственников взялся недавно рушить экскаватором внутреннюю часть дома. Гражданские активисты тут же сообщили, что начался снос здания. В короткое время у историко-архитектурного объекта появились его защитники и журналисты. Увидев корреспондентов с фотокамерами, генеральный директор ООО «Техпромстрой» А. Волков стал грозить, что разобьёт аппаратуру, если журналисты не перестанут снимать работающий экскаватор и вообще всё происходящее в тот момент. В ответ журналисты напомнили ему про уголовный кодекс, запрещающий воспрепятствовать работе сотрудников редакций СМИ. Однако уже и после этого гендиректор пытался мешать работе прессы, хотя до рукоприкладства дело и не дошло. После этого инцидента Союз журналистов Карелии обратился с заявлением в прокуратуру Карелии, требуя провести проверку действиям генерального директора строительной фирмы А. Волкова и предпринять против него соответствующие меры. В заявлении указано, что руководитель ООО ««Техпромстрой» совершил деяние, которое квалифицируется в качестве воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов (статья 144 УК РФ). Статья эта защищает журналистов, исполняющих профессиональный долг, от любого вида воздействия на них, как физического, так и психического. Заявление принято в работу надзорным органом.

отказ в инф – 3 раза / другое – 3 раза

ИЮЛЬ, 1
Первый канал
ВГТРК
СМИ Ставропольского края
На последней встрече полпреда в СКФО Александра Хлопонина с краевыми и федеральными депутатами от Ставрополья опять зазвучала тема, прогремевшая на всю страну - скандал с ЕГЭ. Депутат Госдумы Илья Дроздов заявил: во всем виноваты не чиновники, а Первый канал и ВГТРК, раздувшие на пустом месте всероссийский скандал. Полпред ему отнюдь не противоречил, а даже углубил эту версию. По его мнению, шумиха вокруг ЕГЭ поднялась из-за отсутствия на Ставрополье единой информационной политики. И какой же она должна быть? «Посмотрите на Чечню – один сплошной позитив по всем федеральным каналам, хотя все мы знаем, что все там не так безоблачно». По мнению полпреда, в краевых СМИ слишком мало позитива, вот они и «клюют» на жареные факты. Пишущей братии он предложил больше писать о молодежных лагерях, театральных фестивалях и сельских тружениках. И поменьше о коррупции и кумовстве, которыми регулярно прославляется Ставропольский край. С тем, что во всех бедах края виноваты журналисты, которые не туда нос суют, согласен и губернатор края Валерий Зеренков. Вот что он сказал на заседании краевой думы: «Надо показать, чем депутат занимается, чем министр – вот это основное звено, которое делает погоду в крае… «Единая Россия», которая сегодня решает столько вопросов, - ну покажите ее, сделайте о ней программу!». Когда мнение высказывают первые лица региона, оно превращается в установку.

ИЮЛЬ, 2
Газета «Вперед»
Аиша Уруджева
В городе Петушки Владимирской области сотрудникам газеты «Вперёд» представили нового главного редактора. Им стала Маргарита Ахтямова, которая до этого работала помощником по СМИ главы администрации Петушинского района Олега Котрова. Накануне прежнего главреда Аишу Уруджеву приглашали в районную администрацию, чтобы сообщить о создании комиссии по передаче дел. Комиссия из пяти человек тут же появилась в редакции и парализовала работу сотрудников, которые готовили к выпуску очередной номер. По словам бывшего главного редактора, проводилась тотальная проверка: компьютеров на предмет лицензионных программ, бухгалтерии и даже подшивок газет, которую члены комиссии листали с пристрастием. Все это продолжалось до 14 часов. Редакция все-таки успела отправить газету типографию. В колонке редактора Аиша Уруджева поблагодарила читателей за поддержку и попрощалась с ними. Видимо, кому-то это не понравилось, и весь тираж изъяли. В почтовых киосках и у подписчиков газета не появилась. Выйдет ли следующий номер газеты «Вперед», и что с ней будет дальше, неизвестно. Часть сотрудников написали заявления об уходе, а новый главный редактор в первый рабочий день уже после обеда ушла.

ИЮЛЬ, 2
Олег Леонтьев
В Красноярском крае продолжается уголовное преследование журналиста Олега Леонтьева. Как сообщил участник группы поддержки журналиста Алексей Хвостенко, общественность Красноярска считает Олега Леонтьева жертвой произвола. В феврале 2012 года Леонтьеву следователем СО ГСУ СК РФ по Центральному району Красноярска было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 135 УК РФ («Совершение развратных действий в отношении несовершеннолетней»). Его обвинили в том, что 17 декабря 2011 года он якобы обнажил гениталии перед 11-летним ребенком в лифте дома, где снимал квартиру. Однако в ходе следствия обвинение стало разваливаться. Девочка, первоначально указавшая на молодого человека как на преступника, призналась, что ошиблась. У Олега Леонтьева было алиби: в момент совершения преступления он находился в другом месте, где его видело много людей. Также у красноярского журналиста не нашлось «светлого пуховика», в который был одет неизвестный преступник. С Леонтьева были сняты все обвинения, он был освобожден из СИЗО. Но 14 января 2013 года уголовное дело было возобновлено в отношении неустановленного лица. «Однако, и об этом официальные представители ГСУ СК РФ по Красноярскому краю публично заявляют, дело ведется в отношении меня», - сообщил в своем блоге журналист (см. монитор за апрель, май 2012 года, январь, февраль 2013 года). 27 июня в квартире Олега Леонтьева и в квартире его мамы проведены новые обыски. «Улов СК – светло-зеленая ветровка Олега. Теперь, по версии следствия, 17 декабря 2011 года эксгибиционист был в бежевой ветровке. Не смущает, что на улице было под 30 градусов мороза. Не смущает, что ветровка куплена в мае 2012, спустя 5 месяцев после преступления. У Олега и вовсе изъяты новые вещи, купленные им в Таиланде. И самое главное – Олег опять обвиняемый, у него опять подписка о невыезде. Итак, по версии СК, шоу должно продолжаться», - рассказала Евгения Леонтьева в соцсетях. ГСУ СК РФ по Красноярскому краю распространило заявление, в котором обвинило общественность в попытках «деструктивного влияния» на ход расследования уголовного дела путем предания огласке обстоятельств расследования уголовного дела. В ответ друзья Олега Леонтьева и представители общественности предположили, что сотрудники СК РФ некомпетентны, и, будучи не в состоянии найти настоящего преступника-извращенца, они продолжают преследовать невиновного человека, чтобы отчитаться перед начальством в раскрытии преступления. Олег Леонтьев назвал работу следственных органов профанацией и сведением личных счетов.

ИЮЛЬ, 3
Денис Кучменко
Утром в Братске (Иркутская область) двое неизвестных мужчин совершили нападение на главного редактора местной газеты «Горожанин» Дениса Кучменко, который направлялся на работу. Преступники напали на журналиста сзади. Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Иркутской области, в больнице, куда пострадавший обратился с телесными повреждениями, ему был поставлен диагноз – перелом нижней челюсти. «В настоящее время ведутся поиски злоумышленников. Журналист утверждает, что никаких требований, а также причин нападения и последующих угроз налетчики не высказывали, – сообщили в пресс-службе. – Полиция разбирается в обстоятельствах происшествия. Разыскиваются свидетели и очевидцы нападения. Также тщательно изучаются записи камер видеонаблюдения, в объективы которых могли попасть налетчики. Решается вопрос о возбуждении органами дознания УМВД России по Братску уголовного дела. Отрабатываются различные мотивы совершенного деяния, в том числе, связанные с профессиональной деятельностью журналиста». Как заявляет потерпевший, никаких требований, а также причин нападения и последующих угроз налетчики не высказывали.

ИЮЛЬ, 3
Все СМИ
За первое полугодие 2013 года в 23 странах мира были убиты 56 журналистов. Это на 25% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает пресс-служба независимой международной организации Press Emblem Campaign (PEC). В то же время по сравнению с первым полугодием 2012 года большее количество журналистов было похищено, отмечается в сообщении. «Если проводить аналогию с 2012 годом, то есть улучшения. Однако если сравнивать данные о первых шести месяцах за 2011, 2010 и 2009 годы, то статистика показывает, что в мире за неделю стабильно происходит убийство двух журналистов», – сообщил генеральный секретарь PEC Блез Лемпан. Так, в 2011 году с января по июнь погибли 54 журналиста, в 2010 – 59 работников СМИ, а в 2009 – 53. «Это очень большие цифры, и мы должны бороться за повышение безопасности, за свободный доступ к зонам конфликтов, а также за снижение безнаказанности», – добавил он. По данным организации, в прошлом году был убит 141 журналист – это самый большой показатель за все время ведения подобной статистики. Согласно данным PEC, самой опасной для работы журналистов страной является Пакистан, где погибли 10 человек. За ним следует Сирия с восемью погибшими, а также Сомали и Бразилия с 5 убитыми журналистами в каждой стране. Пятерку самых опасных для сотрудников медиа стран замыкает Индия с четырьмя погибшими. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года улучшение ситуации произошло в Сирии (8 убитых против 21 в прошлом году) и Мексике – двое убитых против 8 в прошлом году. В Пакистане обстановка, напротив, усугубилась. Из-за Пакистана Азия является ведущим регионом мира по количеству жертв среди журналистов. С 17 убитыми сотрудниками СМИ она опережает Латинскую Америку (15 убитых), Ближний Восток (12 человек), Африку (11 журналистов) и Европу (1 человек).

ИЮЛЬ, 4
Газета «Городской вестник»
Тенденция ссор вновь избранных глав районов с журналистами, увы, имеет новую практику. В Нижней Салде (Свердловская область) творческий коллектив муниципальной газеты «Городской вестник» отправлен в отставку из-за размолвок с главой округа Еленой Матвеевой. Сами журналисты решительно отрицают конфликт с городской властью, их позиция, скорее, сводится к фразе «так сложились обстоятельства». А руководители города, в свою очередь, получили публичную критику от нижнесалдинцев. Последний выпуск «Городского вестника» со старым коллективом вышел 4 июля. На передовицу был вынесен крупным заголовок «Сложили полномочия», а на последующих страницах редактор и корреспонденты объяснили своим читателям о причинах своего ухода: «Искать виновного в сложившейся ситуации не стоит, как при разводе супругов. Просто время другое, да и мы выросли из своей «рубашки». Другими же словами, творческие поиски журналистов перестали удовлетворять местную администрацию, которая требовала более частого упоминания руководителей города и их славных дел. «Газета «Городской вестник» выходит в Нижней Салде уже 13 лет, и за это время «пережила» четырех глав. Мы с воодушевлением встречали нового главу Нижней Салды Елену Матвееву, она энергичная и амбициозная женщина, и нам не терпелось поработать с ней, – рассказала ИА «Новый Регион» редактор газеты Ксения Соловьева. – Но так случилось, что мы не нашли с ней взаимопонимания. В адрес газеты посыпались претензии, что она плохо освещает городские события. Это притом, что «Городской вестник» всегда полностью отражал информационную картину в городе. Но главу округа не устроило, что мы «забывали» упомянуть имена руководителей администрации, я как редактор не присутствовала на совещаниях администрации и тому подобное». Ксения Соловьева подчеркивает, что изначально только она планировала уволиться из газеты. «Я просто устала от этих претензий. Но никого из ребят не уговаривала уйти со мной. Они сами приняли такое решение, и их можно понять – вместе работаем уже 13 лет, и на протяжении всего это времени вместе не жалели сил и времени на газету. Но так сложились обстоятельства», – продолжила собеседница информагентства. В результате размолвок с властями из газеты ушли редактор и три корреспондента. По факту в штате остались работать лишь бухгалтер и водитель. Однако, газета, как печатный рупор администрации округа, не перестала существовать. Городские власти оперативно нашли замену творческому коллективу в лице одного-единственного работника, который теперь готовит все выпуски. Исходя из опыта Свердловской области, главы районов, не нашедшие понимания с прессой, как правило, не переизбираются на следующий срок…

ИЮЛЬ, 4
Газета «Красное знамя»
Руководитель администрации столицы Коми Иван Поздеев обратился в Сыктывкарский городской суд с иском о защите чести и достоинства к депутату Николаю Моисееву, который в письме президенту России Владимиру Путину изложил порочащие его сведения. Текст письма опубликовала газета «Красное знамя», которая участвует в деле в качестве третьего лица. Кроме опровержения изложенных в публикации сведений, градоначальник требует от газеты и Николая Моисеева 10 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Николай Моисеев сообщил, что до подачи гражданского иска в суд о защите чести Иван Поздеев написал на него заявление в следственный комитет по Коми, после чего в следственный орган вызывали его и главного редактора газеты. Как отметил Моисеев, с сотрудниками правоохранительных органов у него была беседа по той части письма президенту, которая не является предметом рассмотрения в данном судебном разбирательстве.

ИЮЛЬ, 5
Газета «За Навального»
В изъятии газет «За Навального» суд не усмотрел ничего неправомерного. В иске руководителя кировского штаба оппозиционера Виталия Брамма отказано. В мае полиция изъяла порядка 100 тысяч экземпляров газеты, выпущенной сторонниками Алексея Навального (см. монитор за май 2013 года). Газеты направили в Чувашию, чтобы проверить наличие в них информации экстремистского содержания. Первомайский суд Кирова признал, что сотрудники правоохранительных органов при этом действовали в рамках своих полномочий и ничего незаконного не совершили. Сама проверка должна была завершиться через 30 дней. Однако, до сих пор никаких результатов не получено, сообщил Брамм. По его словам, он будет обжаловать решение суда.

ИЮЛЬ, 7
Все СМИ
В Дагестане на въезде в селение Гимры были задержаны представитель правозащитного центра «Мемориал» в республике Елена Денисенко и иностранные журналисты. Елена Денисенко сопровождала нескольких иностранных журналистов. Задержание призвели СОБРовцы, несшие службу на КПП. Предположительно, задержанных доставили на базу СОБРа в Шамилькалу. Возможной причиной задержания правозащитницы стало присутствие иностранных журналистов, которым запрещен въезд в зону КТО. Точное количество задержанных журналистов и какие издания они представляют не сообщается. Поводом для задержания стала проверка документов, отметила Елена Денисенко. «На КПП выяснилось, что в Унцукульском районе продолжается режим КТО, о чем нам не было известно. Въезд в зону КТО журналистам, представителям иностранных государств, как нам сообщили, не разрешается. Для проверки документов нас доставили в Унцукульский РОВД и затем отпустили», - сообщила она.

ИЮЛЬ, 7
Газета «Тарский курьер»
В городе Тара (Омская область) районное отделение полиции взяло шефство над единственной в районе, а, возможно, и в регионе независимой газетой «Тарский курьер». Мировой суд города Тары оштрафовал на 1,5 тысячи рублей местных жителей Рината Ибрагимова и Максима Бенке за организацию несанкционированной акции, в которой приняли участие более 30 человек. Эти люди, в основном молодые, все – владельцы автомобилей, как следует из судебного решения, «создали препятствие дорожному движению», посадив прямо на проезжей части картошку. Активисты не согласны с вердиктом суда и намерены его оспаривать: по их мнению, они благоприятствовали движению, насадив картофель в местах, где нет асфальтового покрытия – в ямах, рытвинах и колдобинах, проезжая по которым, авто часто оказываются в подвешенном состоянии, после чего входят из строя подвески и все остальное. Таких провальных мест на тарских дорогах много, и автомобилисты решили путем их окультуривания и окучивания обратить на них внимание местных властей. Как сказал корреспонденту ФЗГ присутствовавший на акции редактор газеты «Тарский курьер» Сергей Мальгавко, она была, несомненно, протестной, но это – мирный протест. Возможно, он окажется более действенным, чем лозунги и призывы, поскольку в нем участвует как бы сама природа, определяющая сроки созревания сельскохозяйственных культур. «Вот и посмотрим, кто разродится раньше: картошка или наши чиновники, которые уже много лет обещают привести магистрали города в божеский вид». Протестующие засыпали ямы землей, высадили картошку, места посадки обвели красной краской. Акция задела за живое представителей власти, но пока, похоже, не тех, кому непосредственно адресована. Проверку провел межрайонный отдел внутренних дел. Естественно, выявляли полицейские лиц, виновных не в дырявых дорогах, а в хоть и молчаливом, но нескрываемом недовольстве их состоянием. Допросили и Сергея Мальгавко, к чему ему, говорит он, не привыкать: полиция проявляет к его изданию повышенное внимание. Оно и понятно: «Тарский курьер» - единственное совсем ни от кого независимое СМИ не только в районе, но, пожалуй, и в регионе, и некому, очевидное, за ним присматривать, кроме правоохранительных органов. «Кураторство» их – хоть и негласное, но довольно навязчивое: допросы с пристрастием, по словам редактора, устраивают они после каждой острой статьи (временами ему даже кажется, что против него собирается какой-то посадочный материал). К примеру, вызвала у них много вопросов публикация, в которой шла речь о найденных строителями черепах с пулевыми отверстиями: они обнаруживаются на окраине Тары почти каждый год (в 37-ом сюда свозили людей на расстрелы со всего Омского севера), но «государство, экономящее на памяти – пишет Сергей в газете – не может по-человечески похоронить жертв своей же политики». Потребовали объяснений правоохранители и после выхода в свет заметки «Стерлядь для избранных», где рассказывалось о высокопоставленном браконьерском стане на берегу Иртыша, над которым, что видно на фото, гордо реял российский флаг. Он мог бы развеваться и над ямами и колдобинами, поскольку акции, подобные тарской, но без посадок картофеля, прошли уже во множестве городов страны (Москве, Орле, Липецке, Волгограде, Томске, Ижевске, Твери и др.), а ярославцы, как и тарчане, посеяли картошку в углубления дорожного покрытия. Но если власти считают, что уличному движению она мешает, то можно было бы, полагает Сергей, поставить в этих местах, какие-нибудь знаки предупреждения. Логично будет, если они станут продолжением программы «Новые дороги Единой России» (на омских и сейчас попадаются на глаза асфальтоукладчики с партийными символами), тем более что главы города Тары и Тарского района в данной партии состоят. Рассуждая на эту тему, мы с Сергеем Мальгавко вспомнили, что у Омской области есть свой бренд, который обошелся ей, как сообщали СМИ, в 12 миллионов рублей. Бренд этот (представляет собой очертания региона в виде отпечатка медвежьей лапы), утвержденный при бывшем губернаторе, новому пришелся не по душе, и остается невостребованным, а между тем над колдобинами и ямами он бы выглядел органично: если местные власти не займутся их устранением, то, возможно, тарчане ему найдут достойное применение.

ИЮЛЬ, 8
СМИ Воронежа
В Воронеже прошел круглый стол, посвященный новым требованиям законодательства к средствам массовой информации. В ходе мероприятия представители местных СМИ, территориального управления Роскомнадзора и правозащитники обсудили практические аспекты новых законодательных норм, касающихся деятельности журналистов и редакций. Представители воронежского Роскомнадзора рассказали, что в региональных СМИ ситуация с нецензурной лексикой вполне благополучная – в текстах журналистов запрещённых слов нет. А вот в комментариях они встречаются даже на сайтах СМИ, посвящённых исключительно культурной жизни Воронежа. Так, на 13 июня Роскомнадзор отправил в редакции воронежских интернет-СМИ более 10 обращений с требованием удалить нецензурные комментарии. Между тем редакции СМИ находятся в недоумении по поводу самого понятия «нецензурная брань». По словам руководителя Центра защиты прав СМИ Галины Араповой, присутствовавшей на круглом столе, словосочетание не имеет четкого юридического определения. Отсюда возникает непонимание, какие именно слова теперь запрещены к публикации. Представители Роскомнадзора заявили, что надзорный орган разработал разъяснения по этому вопросу. Рекомендации для СМИ опубликованы на сайте ведомства.

ИЮЛЬ, 8-16
Газета «Московский комсомолец»
По факту хулиганской выходки 8 июля около редакции газеты «Московский комсомолец» 16 июля возбуждено уголовное дело. Об этом сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Москве. Напомним, по информации замглавного редактора издания Айдера Муждабаева, днем 8 июля неизвестные забросали здание газеты «Московский комсомолец» файерами и испачкали крыльцо краской. Изначально эту акцию связывали с местью «Единой России» за публикацию о политической проституции. Однако, потом в сети «Фейсбук» представитель украинского националистического движения «Свобода» Евгений Карась заявил, что это дело рук его партии. В свою очередь, Муждабаев отметил, что украинские националисты действовали с подачи «Единой России», которая всё еще мстит за статью «Политическая проституция сменила пол», в которой упоминаются депутаты Ирина Яровая, Екатерина Лахова и Ольга Баталина, была опубликована 16 марта 2013 года. Этот материал вызвал резкую критику замсекретаря генсовета «Единой России» Андрея Исаева, который назвал статью «мерзким, подлым, грязным наездом желтой газетенки». Исаев написал в своем Twitter: «Мелкие твари – расслабьтесь, вы нам безразличны. А вот конкретный редактор и автор ответят жестко». Главный редактор издания Павел Гусев, в свою очередь, заявил, что в высказываниях Исаева содержатся угрозы в адрес журналистов. В ответ на статью Госдума выступила с заявлением «О недопустимости злоупотребления средствами массовой информации правом на свободу слова». В «ЕР» потребовали смещения Гусева с поста главы Союза журналистов Москвы, однако профессиональное сообщество выступило на стороне главного редактора «МК» (см. монитор за март 2013 года). Следователи Пресненского ОМВД возбудили уголовное дело по факту нападения на редакцию «Московского комсомольца», сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя пресс-службы столичного ГУМВД. Подозреваемых по этому делу пока нет. Дело возбуждено по части 2 статьи 213 УК («Хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору»). Максимальная санкция по этой статье составляет семь лет лишения свободы.

ИЮЛЬ, 9
Ахмеднаби Ахмеднабиев
В Дагестане убит обозреватель местной газеты «Новое дело» Ахмеднаби Ахмеднабиев. Его расстреляли из пистолета, когда он отъезжал на машине от своего дома в поселке Семендер. Журналист скончался от нескольких пулевых ранений в голову до приезда скорой помощи. Убийцы скрылись на автомобиле «Лада Приора» белого цвета. Основным мотивом преступления считается профессиональная деятельность журналиста. Ахмеднабиева застрелили из пистолета около семи утра, когда он отъезжал на машине от своего дома в поселке Семендер под Махачкалой. Журналист погиб от нескольких пулевых ранений в голову. В мае 2012 года Ахмеднаби Ахмеднабиев заявлял об угрозах в его адрес. А 11 января неизвестные произвели три выстрела в Ахмеднабиева, но пули прошли мимо и журналист не пострадал (см. монитор за январь 2013 года). Постановлением от 13 января по данному факту было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.167 («Умышленные уничтожение или повреждение имущества») и ч. 1 ст.222 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия») УК РФ. Имя Ахмеднаби Ахмеднабиева фигурировало в «расстрельном списке» - листовках, распространенных в сентябре 2009 года по столице Дагестана, в которых анонимные авторы обещали целенаправленно мстить за сотрудников милиции и мирных граждан. В этот список попали известные в Дагестане адвокаты, журналисты и правозащитники - всего 16 человек. В списке был, в том числе издатель дагестанского еженедельника «Черновик» Гаджимурад Камалов, убитый 15 декабря 2011 года. Покушение на Ахмеднабиева обсуждалось на пресс-конференции, посвященной безопасности журналистов, с участием представителей СМИ, общественных организаций и руководителей органов власти Дагестана, которая состоялась 14 января в Махачкале. Тогда министр по информационной политике и массовым коммуникациям Республики Дагестан Нариман Гаджиев рассказал, что, как только узнал о покушении, сразу позвонил Ахмеднаби Ахмеднабиеву и спросил, нужна ли поддержка. Гаджиев также сказал, что о случившемся было доложено главе Дагестана, добавив, что в подобных ситуациях для него нет разницы, представляет журналист государственные СМИ или является оппозиционным.

ИЮЛЬ, 9
Газета «Красное знамя»
Группа судебных приставов предприняла попытку выселить редакцию «Красного знамени» из занимаемых ею помещений в Доме печати в Сыктывкаре. Попытка была отбита, но приставы пообещали вернуться. Около 14:40 группа судебных приставов во главе с приставом-исполнителем Юлией Рагевич в сопровождении представителей агентств Коми по управлению имуществом и печати и массовым коммуникациям появилась в редакции, потребовав обеспечить исполнение решения Арбитражного суда республики от 3 апреля 2013 года. Этим решением суд удовлетворил требование Агентства по управлению имуществом (АУИ), которое в начале нынешнего года в одностороннем порядке объявило о нежелании продлевать с ЗАО «Газета «Красное знамя» договор аренды (см. монитор за апрель 2013 года). Исполнительное производство по делу было возбуждено 14 июня, однако общество сочло такое производство незаконным и обжаловало его в установленном законом порядке. Приставы и АУИ, однако, убеждены, что, несмотря на рассмотрение жалобы, редакция обязана освободить занимаемые ею помещения. Гостей слабо убеждали просьбы представителей редакции дать выпустить хотя бы текущий номер газеты, они стояли на своём. Тем не менее, в результате напряжённых переговоров была, как казалось, достигнута договорённость об отсрочке выселения до 15 июля. Однако через некоторое время позиция представителя АУИ, отказавшейся представиться, ужесточилась: сославшись, что с понедельника отдел арендных отношений агентства практически полностью уходит в отпуск, она потребовала обеспечить выселение редакции уже в пятницу, не позднее 11 часов. Именно эту позицию отразила в акте о неисполнении решения суда Рагевич. Представители «Красного знамени», категорически несогласные с такой позицией, отказались подписать акт.

ИЮЛЬ, 9
Сайт «Тренд 33»
Во Владимире сотрудник пресс-службы администрации области Валерий Байбусинов в своем Твиттере написал буквально следующее: «По всей видимости, Жарков от меня не отстанет, пока его сайтик не прикроют) что ж, желание будет исполнено». Поскольку Г. Жарков является одним из корреспондентов trend33, редакция сайта приняла это сообщение на свой счет.

ИЮЛЬ, 10
Газета «Вечерний Рубцовск»
По сообщения ИА «Банкфакс», в Рубцовске (Алтайский край) изъят тираж муниципальной газеты «Вечерний Рубцовск». По словам источника ИА «Банкфакс», первоначально выход очередного номера издания задержали из-за экстренной публикации материала, компрометирующего бывшего директора МУП «Рубцовский тепловой комплекс» Николая Ельникова. Тираж с компроматом был напечатан, а затем неожиданно изъят. Сотрудникам «Вечернего Рубцовска» пришлось выпустить номер опозданием в два дня. Официальной причиной задержки стал пресловутый «технический сбой».

ИЮЛЬ, 11
Ростислав Журавлев
Тюменские наркополицейские опровергли информацию об избиении журналиста УралПолит.RU Ростислава Журавлева (см. монитор за июнь 2013 года). Управление ФСКН России по Тюменской области потребовало опровержения недостоверной информации, размещенной в двух интернет-изданиях УрФО. Заметки, которые были озаглавлены «В Тюмени наркополицейские избили журналиста», а также «В Тюмени избит журналист «УралПолит.Ru»: «Просил полицейских предъявить удостоверения, на что мне наступили на лицо ногой и закинули в микроавтобус», не имеют указания на авторство. В каждой из них, с позиции Управления, содержатся сведения, не соответствующие действительности. Для того, чтобы граждане не были введены в заблуждение необоснованными и эмоциональными суждениями лиц, позиция которых изложена в заметках, приводим информацию о фактически произведенном оперативно-профилактическом мероприятии с участием сотрудников Управления ФСКН России по Тюменской области. 22.06.2013 г. сотрудниками Управления ФСКН России по Тюменской области проводилось рейдовое мероприятие в одном из развлекательных учреждений Тюмени – ночном клубе «Пещера». Целью данных мероприятий является выявление лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков… При этом, с целью соблюдения законных интересов, прав и свобод граждан в ходе данных мероприятий, использовалась видеофиксация всех производимых оперативно-профилактических мероприятий. В рамках реализации своих полномочий 22.06.2013 г. сотрудники Управления вошли в помещение ночного клуба, представились, разъяснили цели и задачи мероприятия, озвучили номера статей Федерального закона «О полиции», дающие право сотрудникам, в случае, если им оказано противодействие, применять физическую силу и специальные средства. В частности, соответствующее объявление было сделано перед началом оперативно-профилактического мероприятия сотрудником в форменной одежде, выступающим в качестве официального представителя Управления, с площадки ди-джея, которая используется в качестве сцены. В дальнейшем оперативными сотрудниками было выявлено несколько лиц с признаками наркотического опьянения, и принято решение о направлении указанных лиц на медицинское освидетельствование. В ходе мероприятия 22.06.2013 г. единственным посетителем, который отказался выполнять законные требования сотрудников, являлся герой публикации (в последующем ставший известным как Журавлев Ростислав Игоревич). В последующем Журавлев Р.И. подтвердил, что слышал объявление о начале оперативно-профилактического мероприятия, таким образом, был предупрежден о возможном применении к нему физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Ему была предоставлена возможность и время для выполнения законных требований сотрудников. Кроме того, сотрудник в форменной одежде, выступающий в качестве официального представителя Управления, дополнительно к обращениям оперативных сотрудников Управления пытался разъяснить Журавлеву Р.И. необходимость прохождения освидетельствования в связи с имеющимся подозрением на состояние наркотического опьянения, однако Журавлев Р.И. отказался слушать и понимать аргументацию, не желая разговаривать. Таким образом, Журавлев Р.И. отказался выполнить законные требования сотрудников полиции, и оказывал противодействие сотрудникам, находившимся при исполнении служебных обязанностей. На основании вышеизложенного считаем, что информация, изложенная в заметке, не соответствует действительности, приведенные сведения порочат честь и достоинство сотрудников Управления ФСКН России по Тюменской области. Также выражаем убежденность в том, что суждения, высказанные в заметке в отношении сотрудников Управления, преждевременны и необоснованны… Никем из сотрудников удары гр. Журавлеву Р.И. не наносились, травма кожи волосистой части головы могла быть получена в результате падения на лестничных пролетах при его доставлении в микроавтобус из помещения ночного клуба... Также сообщаем, что руководству Управления ФСКН России по Тюменской области неизвестно лицо, которое, представляя его интересы, предлагало гр. Журавлеву Р.И. коньяк и деньги… Если редакции не располагают доказательствами того, что распространенные ими сведения соответствуют действительности, они обязаны опровергнуть их в том же средстве массовой информации в ближайшее время. Группа информации и общественных связей Управления ФСКН России по Тюменской области».

ИЮЛЬ, 11
ИА «Фонтанка.Ру»
Фотограф «Фонтанки» не сможет сфотографировать прибытие в Петербург креста Андрея Первозванного, так как его не пустили в зону «А» Пулково-1, где и должна пройти встреча святыни. Хотя он направлял заявку на аккредитацию. В фонде «Центр национальной славы», который организует встречу креста, пояснили, что корреспондент «Фонтанки» был аккредитован на официальные мероприятия в Казанском соборе. А в Пулково журналистов не пускают из-за того, что зона «А» аэропорта не может вместить большое число людей.

ИЮЛЬ, 11
Ангелина Черток
В Саратовской области активисты партии «Российский общенародный союз» задержаны по дороге в Пугачев. Они направлялись туда, чтобы принять участие в народном сходе, организованном после гибели в драке с чеченцами местного парня. Вместе с четырьмя националистами задержана корреспондент ИА «Свободные новости» Ангелина Черток. По ее словам, их автомобиль остановили в районе города Балаково для проверки документов, потом документы забрали и потребовали, чтобы активисты проехали в отдел полиции. При этом сотрудники полиции не представились, а по приезде в отдел не внесли в журнал время задержания.

ИЮЛЬ, 11
Радиостанция «Финам FM»
Радиопрограмма «Жажда жизни»
На радиостанции «Финам FM» закрыта программа «Жажда жизни». Об этом написала в своем блоге ее ведущая Ирина Ясина. По словам Ясиной, программа была закрыта из-за конфликта с руководством радиостанции в связи с запретом передачи о наблюдении на выборах. Для участия в выпуске от 12 июля были приглашены активисты, ставшие членами избирательных комиссий, однако гендиректор «Финам FM» Екатерина Романова расценила сюжет как «политический» и попросила сменить гостей, рассказала ведущая. Подтверждения информации о закрытии программы со стороны руководства «Финам FM» не поступало. Еженедельная авторская программа Ирины Ясиной «Жажда жизни» посвящена «творению блага как образу жизни», говорится в аннотации на сайте радиостанции. Темами последних передач становились, в частности, деятельность экс-главы «ЮКОСа» Михаила Ходорковского, правозащитные и благотворительные организации, помогающие детям-инвалидам, деятельность поискового отряда «Лиза Алерт». Любопытно, что ранее, весной 2013 года, Ясина уже выпускала несколько сюжетов о наблюдении на выборах.

ИЮЛЬ, 13
Газета «Вечерний Северодвинск»
По сообщению газеты «Скверная неделя» (Мурманская область), в редакцию «Вечернего Северодвинска» пришел известный в городе человек, принес два отпечатанных на пишущей машинке листа и настаивал, чтобы их опубликовали. А на тех листочках интервью с этим самым посетителем. Когда журналисты отказали в публикации, то в награду получили слова типа «зажравшиеся газетчики», ущемляющие свободу слова и пр. А затем этот автор на той же машинке написал жалобу на журналистов губернатору.

ИЮЛЬ, 13
СМИ Екатеринбурга
Полиция отказала известному психотерапевту Анатолию Кашпировскому в возбуждении уголовного дела против журналистов, якобы оклеветавших его, сообщил главк МВД по Свердловской области, и привела ему ряд неопровержимых доказательств. А началось все с того, что в полицию поступило заявление от А. Кашпировского на представителей СМИ. В заявлении было сказано, что корреспондент, побывавший на сеансе у психотерапевта, утверждает, что был избит психотерапевтом, что на самом деле не соответствует реальности. Затем в СМИ появились сведения неизвестных журналистов о нанесении телесных повреждений их коллеге во время сеанса. Действительно, во время сеанса один журналист упал на пол. Почувствовав после этого боль в плече, он обратился в медпункт за помощью. Осмотрев больного и диагностировав ушиб, медики назначили лечение и сообщили в полицию, потому что травма носила не бытовой характер. Медики, а не журналист поставили в известность сотрудников полиции. Сам корреспондент никаких претензий к Анатолию Кашпировскому не высказывал. По данному факту была организована проверка сведений, размещенных в средствах массовой информации: лингвистическое исследование текста и видеосюжета на наличие в них признаков клеветы и слов, порочащих доброе имя и деловую репутацию заявителя и обидевших его. Проверка дала отрицательный результат: признаков клеветы в материалах СМИ нет. Корреспонденты выполняли свою работу: рассказывали о событиях, высказывая свое мнение, что не является преступлением. Основания для возбуждения уголовного дела отсутствуют, потому что в полученных в ходе проверки материалах нет достаточных данных, указывающих на признаки состава преступления. Полиция уведомит в установленном законом порядке всех лиц этого дела о вынесенном решении, а также о том, что постановление может быть обжаловано, но в определенные сроки.

ИЮЛЬ, 13
Юрий Нерсесов
В Санкт-Петербурге избит выпускающий редактор сайта «Агентство политических новостей - Северо-Запад» Юрий Нерсесов. Об этом сообщается в пресс-релизе издания. Нападение произошло во дворе дома Нерсесова. Как рассказал журналист, преступники порекомендовали ему «думать, о чем пишешь». Нерсесов зафиксировал полученные травмы и подал заявление в полицию. Журналист склонен связывать нападение со своей статьей «Почем оборотни от «Новой газеты»?», опубликованной 3 июля на сайте «Газета о газетах». В статье приводятся выдержки из прейскуранта, предлагаемого холдингом «Медиа-СПб», который объединяет «Новую газету в Петербурге» и сайты Закс.Ру и Лениздат.Ру. В частности, там говорится, что «наши возможности позволяют привлечь к решению проблемы различные структуры (МВД, ФСБ, Следственный комитет, прокуратура), способные оказать эффективное давление на оппонентов», за сумму «от 10 тысяч евро, возможно плюс процент от суммы взысканий». Независимо от того, действительно ли холдинг подкупает представителей правоохранительных структур или же обманывает клиентов, налицо незаконность такого бизнеса, замечает Нерсесов.

ИЮЛЬ, 14
Владимир Иголкин
В Омске комиссия признала неправильный диагноз и необоснованный отказ в госпитализации журналиста Владимира Иголкина «организационными недостатками», между которыми и его смертью причинно-следственной связи нет. Троим медикам объявлены выговоры. Комиссия облмиздрава и областного управления Росздравнадзора завершили проверку по факту преждевременной кончины редактора «Омского вестника» Владимира Иголкина. Как ранее сообщал ФЗГ (см. монитор за май 2013 года), с просьбой о ее проведении обратилось к министру здравоохранения области региональное отделение Союза журналистов РФ. Подписали Обращение более сотни представителей омских и федеральных СМИ, у которых есть основания сомневаться в том, что смерть их коллеги была закономерной и неизбежной. Напомним, причиной ее, согласно посмертному медзаключению, стали «хроническая ишемическая болезнь сердца, острая сердечная недостаточность, постинфарктный кардиосклероз». Как утверждают родные и близкие 57-летнего журналиста, сердечными заболеваниями он никогда не страдал и вообще на здоровье не жаловался. В КМХЦ (клинический медико-хирургический центр) обратился по поводу искривления большого пальца левой ноги.15 апреля ему сделали плановую операцию, а через две недели выписали с кровоточащей раной. 1 мая она разошлась, больной позвонил в центр: ему посоветовали прийти после праздников. 6-го мая с острой болью добрался до него на общественном транспорте, но в госпитализации ему отказали. На следующий день все-таки госпитализировали в отделение гнойной хирургии. Там журналиста прооперировали второй раз, но легче ему не стало. После чего ему было предложено найти самому возможность сделать ультразвуковое исследование сосудов ноги, т.к. врач, который этим занимается ими – в отпуске. Друзья Владимира вызвали такси и отвезли его в частную клинику, но там сказали, что сделать УЗИ смогут лишь через две недели. Редакция договорилась о его госпитализации в отделение сосудистой хирургии областной клинической больницы, где больному была проведена еще одна операция, после которой на следующий день он скончался. Комиссия, сообщает сайт еженедельника «Бизнес-курс», выявила в лечении журналиста ряд «организационных недостатков», за которые медики получили выговоры. Как сказано в отчете о результатах проверки, «сотрудники центра не оценили клинические данные при диагностике, не провели консилиум» и т.д. «Невыполнение ультразвукового исследования периферических сосудов не позволило установить правильный диагноз». Комиссия подтвердила, что «больному было необоснованно отказано в госпитализации при обращении в КМХЦ в связи с развитием у него раневых осложнений». Однако причинно – следственной связи между всеми этими «недоработками» и смертью Владимира Иголкина она не нашла. Сотрудники центра, допустившие их, признаны, хотя и не в полной мере, все-таки профессионально пригодными. Так, заместитель главврача по хирургической помощи В. Зайцев предупрежден о неполном служебном соответствии. Аттестационная комиссия областного минздрава намерена рассмотреть вопрос о снижении его квалификационной категории. Предстоит такое же рассмотрение и заведующему отделением гнойной хирургии. Объявлен выговор также лечащему врачу. При этом руководитель центра Вадим Бережной, по мнению комиссии, за обнаруженные ею «просчеты» прямой ответственности не несет. Она не увидела оснований для вынесения ему дисциплинарного взыскания, но указала на «необходимость усиления контроля». На что придется главврачу выкраивать время, и это будет, наверное, нелегко при тех объемах общественной нагрузки, которая лежит на его плечах: В. Бережной – депутат Законодательного собрания, заместитель секретаря Омского исполкома «Единой России», руководитель региональной приемной лидера партии Д. Медведева. Родные и друзья Владимира Иголкина уверены, что он мог бы еще долго жить, пусть с искривленным пальцем, если б не обратился за медицинской помощью.

ИЮЛЬ, 15
Дододжон Атовуллоев
В московском аэропорту Шереметьево был задержан один из самых непримиримых таджикских оппозиционеров, журналист Дододжон Атовуллоев. Его задержание стало главной новостью в таджикских СМИ, многие уже были уверены, что в скором времени он окажется в Таджикистане. Однако вместо экстрадиции на родину российские власти отправили Атовуллоева в Прагу. Дододжон Атовуллоев, таджикский журналист и руководитель оппозиционного движения «Ватандор», известен своей непримиримой критикой в адрес таджикского правительства и президента Эмомали Рахмона. В последние годы он проживает в России и Германии. В 2011 году Генеральная прокуратура Таджикистана в очередной раз возбудила в отношении него уголовное дело и потребовала экстрадировать Д. Атовуллоева на родину. Однако этот запрос, как и предыдущие, не был удовлетворен российской стороной. После периода относительного затишья Д. Атовуллоев вновь громко заявил о себе в начале мая, когда одновременно на оппозиционном спутниковом телеканале «К+» и в Интернете было распространено «секретное» видео со свадьбы сына президента Таджикистана, а также появился ряд программ, где критиковался глава таджикского государства. Автором всех этих программ был Дододжон Атовуллоев. Лидер оппозиционного движения «Ватандор» был задержан в московском аэропорту Шереметьево 15 июля, сразу по прибытии из Праги. Эта новость сразу же распространилась в интернет-пространстве. Кем он был задержан и в связи с чем, на момент появления той информации не было известно, но многие были уверены, что в скором времени он будет экстрадирован в Таджикистан. Однако через несколько часов появилась другая информация: Атовуллоев освобожден и летит обратно в Прагу. Корреспонденту «Азии плюс» удалось связаться с лидером «Ватандора» и узнать некоторые подробности этого инцидента. Он сообщил: «Когда я спрашивал в аэропорту, с чем связано мое задержание, мне сказали, что ничего не могут сказать, что они люди маленькие… После того как я прибыл в Прагу и получил кое-какую информацию из Москвы, сложилась следующая картинка. Меня должны были задержать и передать в чьи-то руки. Что бы со мной дальше было, неизвестно… Я уверен, к моему задержанию приложили руку коррумпированные чиновники России, которых я раздражаю и которые берут у таджикских властей большие деньги «за лоббистскую деятельность».

ИЮЛЬ, 16
Евгений Михайлов
Статья ростовского журналиста-аналитика Евгения Михайлова о ползучей «арменизации» юга России - «Кубанский Карабах», опубликованная в конце июня на портале «Южный Федеральный», а также его интервью вызвали огромный резонанс в Интернет-пространстве. Несмотря на то, что при написании статьи автор опирался исключительно на общедоступные факты и документы, ему не удалось избежать стандартных обвинений в том, что он получил заказ из Баку. Кроме того, сообщается об угрозах и оскорблениях в адрес Е. Михайлова на его страничке в социальной сети Фейсбук.

ИЮЛЬ, 16
СМИ Хабаровского края
В Доме общественных приемов краевой конференции в Хабаровске, посвященной вопросам общественной безопасности, участники активно обсуждали новые формы работы в этой сфере. В качестве одной из мер уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Юрий Березуцкий предложил ввести цензуру в телевизионных криминальных новостях. Подача таких новостей должна стать более мягкой, считает омбудсмен. «Наибольший интерес у граждан Хабаровского края вызывает криминальная хроника и тема коррупции. Люди проявляют к этим темам огромное любопытство. Но нельзя делать на них акцент, поскольку нездоровый интерес дурно влияет на становление гражданской позиции. Я считаю, что все криминальные новости должны проходить под патронажем общественных советов. Мы должны понимать, что по ту сторону экрана находятся дети, которые воспринимают весь этот криминал как данность», - заявил Юрий Березуцкий. С уполномоченным по правам человека согласился начальник УМВД Хабаровского края Андрей Сергеев. «Поле битвы с преступностью перемещается в информационное пространство с городских улиц, и наши серьезные и большие дела граждане истолковывают неверно. А это наносит серьезный урон выстраиванию доверительных отношений между обществом и государством. Пиар на негативных явлениях приводит к социальному пессимизму граждан, разочарованию, неверию и нежеланию оказывать помощь полиции», - заявил Андрей Сергеев. Идея введения цензуры с обсуждения в Доме общественных приемов перешла в Интернет. На протяжении нескольких дней она активно обсуждается на различных форумах и в социальных сетях. У работников телевидения мнения по поводу заявления Березуцкого разделились. Одни убеждены, что такая норма ни к чему и общественный контроль будет излишней мерой, другие считают инициативу верной.

ИЮЛЬ, 16
ИА Rigma.info
В Хабаровске сотрудник Rigma.info серьезно пострадал в автобусном конфликте. Он сделал замечание пассажирке, отказывающейся оплачивать проезд, а после был избит ее супругом.

Женщина, по вине которой пострадал журнаист, села в автобус, доехала до конечной остановки. Когда кондуктор попросила оплатить проезд, она делать это отказалась. На уверения кондуктора о том, что женщина должна либо выйти, либо оплатить проезд, ответила, что никому ничего не должна. В дискуссию вступил сотрудник Rigma.info. Он предупредил нарушительницу, что намерен снимать происходящее на телефон. Любительница бесплатно прокатиться позвонила по телефону и попросила ее встретить. После того, как автобус остановился на конечной остановке, вместе с сотрудником Rigma.info вышла пассажирка. Журналист прошел мимо напряженно стоящего мужчины, который напал на корреспондента Rigma.info со спины и начал его бить. После спросил, зачем он снимали его жену на телефон и, не дожидаясь ответа, продолжил наносить удары. Когда прохожие начали звать полицию, разъяренный мужчина повалил журналиста на землю, схватил супругу за руку и скрылся. Пострадавшие и очевидцы проследили за налетчиками и передали информацию о них полицейским, которые пришли на место только через 40 минут после вызова. Корреспондент с многочисленными ушибами и ссадинами, рассечением губы и черепно-мозговой травмой попал в больницу.

ИЮЛЬ, 16
Наталья Эстемирова
Пол Хлебников
Госдепартамент США в годовщину гибели Натальи Эстемировой и Пола Хлебникова призвал российские власти обеспечивать безопасность журналистов и правозащитников. «Мы чтим память Эстемировой и Хлебникова и призываем покончить с безнаказанными злоупотреблениями на Северном Кавказе и в других регионах России. США поддерживают усилия мужественных журналистов и правозащитников во всем мире, которые разоблачают коррупцию и нарушения прав человека. Мы призываем российские власти защищать журналистов и правозащитников», - говорится в сообщении. Сотрудница центра «Мемориал», лауреат многих известных правозащитных премий Эстемирова была похищена в Грозном 15 июля 2009 года, в тот же день ее тело нашли в Ингушетии. Главред российского издания журнала «Форбс» Пол Хлебников был застрелен в Москве 9 июля 2004 года. Как напомнил госдеп, исполнители и заказчики этих убийств не предстали перед судом.

ИЮЛЬ, 16
Юрий Шкатуло
В ФЗГ поступила информация о том, что в Краснодаре задержан журналист Юрий Шкатуло, который занимался расследованием по поводу продажи наркотиков. Журналиста обвиняют по статье 228 КУ РФ («Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, сбыт наркотических веществ»). В данный момент идет судебное разбирательство. Местные наблюдатели не исключают, что материалы дела фальсифицированы следствием. Имеются сведения о давлении, оказываемом на Ю. Шкатуло и членов его семьи, в частности, об угрозах в его адрес в связи с отказом журналиста признать вину и бесконечными ходатайствами на отвод судьи и прокурора, ведущего его дело.

ИЮЛЬ, 17, 18
Сайт «Нефтетранспортной территории»
Сайт «Нефтетранспортной территории» был заблокирован в среду 17 июля и четверг 18 июля в результате DdoS-атаки. Доступ к информационно-аналитическому порталу из интернета в это время был невозможен. По информации хостинг-провайдера, DdoS-атака 17 июля продолжалась с 18:42 до 23:40 мск. На следующий день, 18 июля, хакерское нападение длилось с 17:46 до 19:15 мск. В результате была нарушена сетевая связность, наблюдались перебои в работе корневого маршрутизатора и потеря связи с сервером. «Несмотря на действия злоумышленников, были предприняты все необходимые меры. В настоящее время, группа сетевых инженеров внимательно следит за ситуацией на сети передачи данных. Мы готовы к любому развитию событий» - говорится в заявлении Timeweb, хостинг-провайдера «Нефтетранспортной территории».

ИЮЛЬ, 18
Аксана Панова
В Ленинском районном суде Екатеринбурга состоялось судебное разбирательство, в котором бывший шеф-редактор «Ура.ру» Аксана Панова пыталась отсудить у своего бывшего работодателя – информагентства Ура.ру более одного миллиона долларов. Эти деньги Панова хота получить (как указано в ее иске), в качестве зарплаты, отпускных и премией за последний месяц работы. Суд полностью отказал Пановой в удовлетворении ее иска. Представители ответчика пояснили суду, что Панова нарушила порядок подачи заявления, определенного Трудовым кодексом – 3 месяца. По факту уволенная из «Ура.ру» 30 ноября 2012 года Панова в суд обратилась только 29 апреля 2013 года, то есть, с опозданием на два месяца. По мнению представителей «Ура.ру», трех месяцев со дня увольнения было вполне достаточно, учитывая, что в это время журналистка была достаточно активной: организовала новое информагентство, была замечена на постоянных встречах и мероприятиях, а также активно афишировала свою деятельность через фейсбук. Судья согласилась с тем, что в действительности в это время можно было собраться с силами, чтобы оформить иск. Суд учел именно эти обстоятельства, когда принял решение не удовлетворять иск Пановой.

ИЮЛЬ, 18
Все СМИ
Около 600 журналистов и блогеров были убиты за последние 10 лет, и 41 из них – в Сирии в прошлом году. Как передает «РИА Новости», об этом сообщил в среду заместитель генерального секретаря ООН Ян Элиассон, выступая на дебатах в Совете Безопасности всемирной организации о защите журналистов. «Поистине шокирует и неприемлемо, когда виновные в более 90% нападений на журналистов остаются ненаказанными», – сказал Элиассон. Впервые СБ ООН о рисках своей профессии информировали сами журналисты. Ричард Енджел из NBC, который в 2012 году провел пять дней в плену вооруженной группировки в Сирии, заявил послам 15 стран-членов Совета Безопасности, что журналисты, как и дипломаты, «нуждаются в защите, чтобы быть объективными». «И если вам нужны профессионалы, которые также объективны, нам тоже нужна защита», – сказал Енджел. Российский постпред при ООН Виталий Чуркин в этой связи заметил: «Говоря о защите журналистов в условиях вооруженного конфликта, нельзя забывать и о тех мерах предосторожности, которые должны соблюдать сами представители средств массовой информации, чтобы не подвергать неоправданной опасности себя и людей, которые их сопровождают либо с ними работают». «Речь здесь должна идти об ответственности, своего рода внутреннем кодексе поведения как самих корреспондентов, так и их руководства, командирующего сотрудников в зоны боевых действий», – сказал он. По словам Чуркина, «чрезмерная погоня за сенсацией в ущерб соображениям здравого смысла в условиях вооруженного конфликта может быть крайне рискованной». При этом он призвал журналистов к тому, чтобы они, как и дипломаты, соблюдали законы страны пребывания.

ИЮЛЬ, 18
Сайт РИА Дагестан
Сайт ВГТРК «Дагестан»
Сайт газеты «Черновик»
Сайт газеты «Новое дело»
Правоохранительные органы Дагестана выясняют обстоятельства блокирования сайтов Республики Дагестан. Хакеры подвергли DDOS-атаке и правительственные ресурсы, и оппозиционно настроенные СМИ. Утром в результате хакерской DDOS- атаки вышли из строя и оказались заблокированными интернет-ресурсы президента Дагестана Рамазана Адулатипова, правительства и Народного собрания Республики Дагестан, РИА Дагестан, ВГТРК Дагестан, газет «Черновик» и «Новое дело». Работники спецслужб выяснили, что совершаются зарубежные кибератаки. Расследование произошедшего продолжается.

ИЮЛЬ, 18
Сайт РИА Новости
На сайт РИА Новости была произведена массированная хакерская DDoS-атака. Как сообщают представители сайта, атака проводилась с территории Белоруссии и Украины. Как сообщает РИА Новости, эта атака была крупнейшей с начала года. «В пике мы увидели порядка 150 тысяч запросов в минуту, но в течение нескольких минут паразитный трафик был практически полностью отсечен», - прокомментировал глава дирекции разработки ПО РИА «Новости Анатолий Стояновский.

ИЮЛЬ, 18
Сергей Лунц
На народном сходе в поддержку оппозиционера Алексея Навального в Санкт-Петербурге задержали корреспондента Sensus Novus. «Задержан журналист Сергей Лунц. Он находится во втором автозаке, всего там 21 человек. Пишет, что задержали за пение», - сообщила корреспонденту «Росбалта» активист группы «Помощь задержанным в Питере» Александра Барыкина-Маркевич. Между тем другой активист группы Елена Любимова сообщает, что среди задержанных находятся пенсионерка и беременная женщина. Для последней вызывали «скорую помощь», поскольку она плохо себя почувствовала. Всех отвезли в 52 отделение полиции.

ИЮЛЬ, 18
Екатерина Пархоменко
В Москве полицейские в ходе разгона акции протеста, которая прошла вечером 18 июля в центре Москвы, задержали нескольких журналистов, в том числе Екатерину Пархоменко - сотрудницу ИД «Коммерсантъ», бывшего шеф-редактора «Ленты.ру». При этом, как написал на своей странице в Facebook заместитель главного редактора газеты «Совершенно секретно» Григорий Нехорошев, журналистку избили. Журналистка Маша Гессен, которая была свидетельницей задержания Е. Пархоменко, назвала задержание жестким.

ИЮЛЬ, 18
Виталий Шушкевич
В Москве полиция разгоняла несанкционированную акцию в поддержку оппозиционера Алексея Навального. В результате пострадали журналисты. В частности, оппозиционный журналист и активист Виталий Шушкевич был дважды задержан. Имеются сведения о применении к нему полицией физической силы – он был избит.

ИЮЛЬ, 18
Игорь Садоков
Григорий Дукор
Маша Гессен
Роман Волобуев
Анастасия Каримова
Карен Шаинян
Сергей Шаргунов
Александр Буртин
Михаил Почуев
Владимир Роменский
В центре Москвы на акции в поддержку Навального задержаны журналисты. По имеющимся данным, среди задержанных журналист Газеты.ру Игорь Садоков, шеф-редактор фотослужбы Reuters Григорий Дукор, независимый журналист Маша Гессен (перед задержанием ее повалили на землю), редактор GQ Роман Волобуев, журналистка «Коммерсанта» Анастасия Каримова, корреспондент телеканала «Дождь» Карен Шаинян, главный редактор портала «Свободная пресса» Сергей Шаргунов, корреспондент «Русского репортера» Александр Буртин, корреспондент ИТАР-ТАСС Михаил Почуев, а корреспондента телеканала «Дождь» Владимира Роменского задержали в прямом эфире, когда он вышел на связь с редакцией. Кроме того, сообщается, что одному из телеоператоров сотрудники ОМОНа разбили камеру. Также есть сведения, что многих журналистов отпускали из автозаков после выяснения личности.

ИЮЛЬ, 19
Александр Сотник
Дмитрий Мелехин
Всех оппозиционеров, которые были задержанных 19 июля на Манежной площади, выпустили из ОВД в тот же день. Напомним, в пятницу в Москве опять проходила акция оппозиции в поддержку Алексея Навального. Поводом к задержанию послужил призыв приходить вечером 19 июля на Манежную площадь и повторно провести «народных сход». В результате были задержаны корреспонденты politvestnik.tv Александр Сотник и Дмитрий Мелехин, а также Пацукова Людмила, Дьяконова Татьяна, Пыхтин Олег, Лаврухина Марина, Павел Кузнецов. По их словам, они пришли на Манежную площадь, а полицейские попросили их пройти для разъяснительной беседы в ОВД Китай-город. «Никакие акции здесь не согласованы правительством, поэтому они будут считаться незаконными, - пояснил сотрудник полиции, подойдя к собравшимся журналистам. - В случае, если будут призывы, свободу какому-либо лицу или еще какие, мы будем вынуждены принять меры. Мы вас предупредили». В итоге шестерых активистов, доставленных в ОВД Басманное, через пару часов после задержания отпустили без составления протоколов и предъявления какого-либо обвинения после проведения «профилактической беседы».

ИЮЛЬ, 19
Газета «Новое дело»
Сотрудники силовых структур и следователи провели обыск в доме учредителя газеты «Новое дело» Ахмеда Чилилова в Махачкале, сообщил «Черновику» источник в следственных органах Дагестана. По его словам, в ходе обыска ничего изъято не было. По данным издания, предполагаемой причиной обыска стал тот факт, что разыскиваемый по подозрению в нескольких преступлениях, включая убийство учредителя «Черновика» Хаджимурада Камалова в 2011 году, Магомед Хазамов работал у Чилилова водителем.

ИЮЛЬ, 19
Газета «Народный голос»
В Слюдянке (Иркутская область) полиция изъяла тираж газеты «Народный голос» в 200 тысяч экземпляров в качестве экстремисткой литературы. Об этом факте на пресс-конференции напомнил депутат Государственной думы РФ, кандидат в депутаты ЗС Приангарья от КПРФ Сергей Левченко, назвавший действия правоохранительных органов незаконными. Он дал ситуации свою оценку. «Десять полицейских изъяли 200 тысяч газет без предъявления документов и под устным предлогом, что это экстремистская литература. Недавно предлог поменяли на незаконную агитацию, – сообщил Сергей Левченко. – Я посмотрел эти газеты, там ни экстремизмом, ни незаконной агитацией не пахнет – только перепечатки из официальных СМИ. Другое дело – это не нравится властям. Законных оснований для изъятия газет нет никаких». По словам депутата, газеты везли из Улан-Удэ. Кроме того, Сергей Левченко сообщил, что изъятые газеты не принадлежат КПРФ, в партию «за помощью в содействии обратились люди».

ИЮЛЬ, 19
Андрей Мельников
Ольга Скабеева
Следственный комитет возбудил уголовное дело против бывшего главврача детской больницы Ставрополя, которая стала известна из-за скандала со справками для досрочной сдачи ЕГЭ. Об этом сообщается на сайте регионального управления ведомства. Врача Вячеслава Кашникова заподозрили в нарушении части 3 статьи 286 УК РФ («Превышение полномочий с применением насилия»). За нее предусмотрено до десяти лет лишения свободы. По версии следователей, 6 июня 2013 года Кашников, занимавший на тот момент пост главного врача, «применил насилие» в отношении оператора и обозревателя ВГТРК. Врач якобы толкал журналистов и хватал их за руки. В СК отметили, что подозреваемый пытался помешать телевизионщикам сделать репортаж о выдаче справок для ЕГЭ (см. монитор за июнь 2013 года). Ранее за это же преступление против Кашникова дело возбудила полиция. Однако впоследствии в МВД закрыли производство по процессуальным причинам. Оказалось, что врач также является председателем участковой избирательной комиссии, о чем полицейским не было известно в момент возбуждения дела. Как отмечает ИТАР-ТАСС, именно из-за должности в избиркоме делом Кашникова занялся Следственный комитет. Скандал вокруг больницы Кашникова разразился в начале июня 2013 года. Прокуратура выяснила, что больница выдала несколько справок для досрочной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Впоследствии семеро выпускников, получивших эти справки, набрали максимальный балл. В результате этим ученикам снизили итоговую оценку, а Кашникова уволили.

ИЮЛЬ, 19
«Живой журнал»
Кублог.Ру
Газета «Вольная Кубань»
Редакция российского «Живого журнала» поддержала публикацию Кублога и написала в своем официальном блоге о том, что тоже получила отказ в аккредитации от оргкомитета фестиваля «Кубана». Интерес представляют не столько сами отказы блог-площадкам, сколько схема, по которой «Кубана» работает с заявителями. В ответ на направленную анкету организаторы фестиваля предлагали «покрутить» на ресурсах рекламу «Кубаны». Подразумевалось, что это первая часть партнерских отношений, которые включают дальнейшую аккредитацию. Но после предоставления рекламных услуг пресс-служба фестиваля присылала письмо об отказе без объяснения причин. «Естественно, за предоставленные рекламные услуги платить фестиваль не собирается», - пишет редакция «ЖЖ». тказ «Живому журналу» особенно удивляет после предыдущего опыта сотрудничества: «LiveJournal традиционно поддерживал фестиваль, предоставляя в обмен на аккредитации свои рекламные площадки. В этом году изначально договорились работать по той же схеме. Однако, подождав, пока закончится прокрутка баннеров и пройдут все анонсы, организаторы «Кубаны» отказали в аккредитации блог-платформе, не объяснив свой отказ никак. «Развод» по такой схеме не единственный. «Кублог» разместил на своем портале статью, описывающую точно такую же ситуацию». Еще одно издание из Краснодара разместило информацию об отказе «Кубаны» в «Фэйсбуке»: «Вольной Кубани» тоже отказали в акредитации, хоть в газете и вышел анонс фестиваля.

ИЮЛЬ, 20
Все СМИ
В 9.43 на перрон Ярославского прибыл поезд номер 031 сообщением Киров – Москва, в котором в столицу приехал Алексей Навальный, кандидат в мэры Москвы, освобожденный накануне из кировского СИЗО. Еще за час там выстроилась шеренга ОМОНовцев в телескопических касках. ОМОНовцы стояли у выхода из метро, была оцеплена и платформа, на которую должен был прибывать поезд. ОМОНа было много, потому что была объявлена тревога в связи с неизвестным пакетом. В какой-то момент сообщили о том, что найден некий бесхозный предмет. В связи с угрозой взрыва пропускать журналистов перестали.

ИЮЛЬ, 21
Юрий Шевчук
Радиостанция «Эхо Москвы»
Губернатор Брянской области Николай Денин подал иск в суд на Юрия Шевчука. Иск о защите чести и достоинства Денин подал в Дзержинский районный суд Петербурга. Поводом послужило то, что Шевчук после отмены концерта ДДТ в Брянске обвинил властей региона в политической цензуре. В блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» Шевчук написал: «Должен поздравить жителей города Брянска и области. У них отличный губернатор, некто Денин Н.В. зорким двуглавым орлиным оком следит сей деятель за порядком в головах и душах своих земляков. Смело и мужественно звонит долгими вечерами по телефону директорам концертных залов, с принципиальной настойчивостью не пущать группу ДДТ в его «княжество». Губернатор Денин оскорбился и подал иск в суд. Он хочет получить от известного музыканта 250 тысяч рублей в качестве компенсации.

ИЮЛЬ, 22
Пресса Дагестана
В Дагестане произошло искусственное банкротство ГУП «Роспечать» и вывод с его баланса имущества, в результате чего газеты, являющиеся кредиторами этого унитарного предприятия, не могут вернуть свои деньги. Факт изъятия сети киосков, находившихся на балансе признанного банкротом ГУП «Роспечать», и передачу их в оперативное управление Комитета по печати и массовым коммуникациям местные эксперты считают противозаконным.

ИЮЛЬ, 22
Газета «Московская правда»
Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск префектуры ЦАО Москвы к ЗАО «Редакция газеты «Московская правда» с требованием снести самовольную постройку по адресу: Звенигородское шоссе, 1, строение 1, сообщил РАПСИ представитель суда. В этом двухэтажном здании ранее размещались кафе для журналистов издания и ряд коммерческих предприятий. Иск поступил в суд 16 июля, судья Анжела Белова пока оставила его без движения, так как истец не приложил к заявлению документы, на которых он основывает свои исковые требования. Если истец до 16 августа устранит процессуальные нарушения, иск будет принят к производству. Префектура ЦАО указала в иске, что земельный участок под зданием находится в собственности города Москвы и находится в границах улично-дорожной сети, разрешение на строительство этого объекта не оформлялось. Комментариями сторон РАПСИ пока не располагает.

ИЮЛЬ, 22
СМИ Ингушетии
В Ингушетии разгорается медиа-война. Как сообщила «Эху Москвы» пресс-секретарь главы Ингушетии Ирина Куксенкова, бюджетным СМИ региона запрещено брать на работу ряд журналистов, которые прошли стажировку в государственной телекомпании «Магас». Дело в том, что журналисты, чью стажировку оплатили за счет республики, не остались в компании на постоянную работу. В правительстве Ингушетии увольнение журналистов из государственной телекомпании называют обманом.

ИЮЛЬ, 22
Газета «Черновик»
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов пригрозил газете «Черновик» закрытием. Его задела статья с цитатой имама села Тидиб Хажимурада Дамадаева: «В районе идёт слух, что Абдулатипов сказал: «Бросайте всех вахабистов в реку, я за это отвечу!» Эти слова распространяют у нас в районе от имени президента». Пресс-служба врио главы республики сообщила: «Некоторые СМИ фактически провоцируют убийства людей в республике. Сегодня «Черновик» написал, мол, Абдулатипов сказал, что всех надо утопить в речке... Было сказано, но было сказано совсем не то и не так». И предупредила газету об ответственности.

ИЮЛЬ, 22
Газета «Комсомольская правда в Петербурге»
В петербургском метро совершено нападение на журналиста газеты «Комсомольская правда в Петербурге». Как передает АН «Оперативное прикрытие», около 22:40 при входе в вагон на станции метро «Гостиный Двор» четверо кавказцев обступили 30-летнего журналиста и попытались отобрать у него фотоаппарат. Корреспондент разглядел приметы злоумышленников. Одному на вид 25-30 лет, одет в футболку с «зенитовской» расцветкой. Второй того же возраста, одет в зеленую футболку. Третьему на вид 25-30 лет, четвертому – около 50 лет, с седыми волосами, одет в джинсовый костюм. Приехав на станцию метро «Проспект Большевиков», журналист обратился в пункт полиции.

ИЮЛЬ, 22
Телекомпания «Омикс»
Телекомпания «Омикс» (город Белово, Кемеровская область) вернулась в эфир. Ее был открыт на основании определения областного арбитражного суда. По требованию прокурора здание вновь было подключено к электропитанию. Коллектив телекомпании приступил к работе в штатном режиме. Более месяца канал РТК «Омикс» не имел возможности нормально работать. Однако компания не сдалась: сначала выпускала программы в интернете, а затем в аварийном режиме на кабельном и эфирном телеканалах (см. монитор за июнь 2013 года). По мнению сотрудников телекомпании, «никаких причин для отключения от электропитания и опечатывая офиса компании у власти не было. Кроме одной: мы стали слишком неудобны местному главе, который долгое время выискивал повод для избавления от неугодных журналистов. Сейчас Игорь Гусаров в отпуске, и наше возвращение, наверняка, окажется для него пренеприятным сюрпризом», - считают журналисты телекомпании. Сейчас компания работает в обычном режиме, а жители города имеют возможность смотреть выпуски независимых новостей.

ИЮЛЬ, 23
Сергей Резник
В Первомайском районном суде Ростова-на-Дону начались открытые судебные слушания по делу ростовского журналиста и блогера Сергея Резника. Он обвиняется по трем статьям УК РФ - коммерческий подкуп, ложный донос и оскорбление судьи при исполнении обязанностей. Процесс ведет судья Шинкаренко, защищает Сергея Резника адвокат Юрий Каструбин, гособвинение представляет сотрудник прокуратуры Первомайского района Ростова-на-Дону Светлана Пластун. Гособвинитель зачитала обвинительное заключение, которое содержит три эпизода, которые произошли в 2012 году. В частности, Сергей Резник в своем блоге в ЖЖ оскорбил председателя Арбитражного суда г-жу Соловьеву, употребив в отношении нее выражения, признанные экспертизой оскорбительными. Затем, утверждает следствие, он подговорил своих двоих знакомых совершать ему на мобильный телефон звонки с угрозами. Все это Резник устраивал якобы для повышения своего имиджа. В середине апреля он написал заявление в правоохранительные органы, чтобы нашли и наказали тех, кто ему угрожал по телефону. Так следствие вышло на двух приятелей Резника, которые в итоге и были признаны потерпевшими в деле о ложном доносе. Третий эпизод - коммерческий подкуп - случился 21 августа 2012 года на пункте техосмотра. По выводам следствия, Сергей Резник подговорил работника этого пункта выдать ему карту осмотра автомобиля, заплатил 2 тысячи рублей, но автомобиль для техосмотра он не представил. В момент получения карты журналиста на территории пункта техосмотра и задержали работники ОБЭП ростовской полиции (см. монитор за март 2013 года). Виновным в совершении указанных в обвинительном заключении преступлений Сергей Резник себя не признал и назвал уголовное дело, которое насчитывает 9 томов, винегретом. Тем временем УСК РФ по Ростовской области завело четвертое уголовное дело в отношении Сергея Резника. Речь опять идет о ложном доносе. На этот раз, по мнению следствия, Резник оклеветал работника правоохранительных органов, обвинив его в педофилии с гомосексулаьным уклоном. Об этом в своем блоге сообщил сам журналист. Руководитель пресс-службы УСК РФ по РО Галина Гагалаева только подтвердила, что такое дело есть, но подробности сообщить отказалась. Сам г-н Резник рассказал, что поводом для возбуждения четвертого дела стали его показания на допросе по эпизоду о коммерческом подкупе: «Мы просили исключить из доказательной базы показания одного из оперативных работников, который утверждал, что видел, как я получал карту техосмотра. Я же сообщил следователю, что в этот момент на пункте техосмотра никого не было. Лишь в отдалении находился какой-то мужчина, который, как мне показалось, совершал действия сексуального характера с мальчиком».

ИЮЛЬ, 23
Александр Ходзинский
В Тулунский городской суд для рассмотрения по существу поступило уголовное дело в отношении бывшего заместителя мэра города Геннадия Жигарева. Он обвиняется в убийстве 57-летнего журналиста Александра Ходзинского. Ранее Ходзинский неоднократно обращался в различные государственные органы, в том числе к уполномоченному, выступал публично, в том числе в СМИ, в защиту общественных интересов. Убийство произошло 7 июля 2012 года в Тулуне (см. монитор за июль 2012 года). Было возбуждено уголовное дело № 97934 по ч.1 ст.105 УК РФ («Умышленное причинение смерти другому человеку»). Наказание по этой статье предусматривает от 6 до 15 лет лишения свободы. Учитывая, что трагедия является общественно значимым и резонансным событием, уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин взял дело под личный контроль. 23 июля Тулунский городской суд отклонил ходатайство представителя потерпевшей о возвращении дела прокурору. Продолжение рассмотрения дела назначено на 7 августа.

ИЮЛЬ, 23
Анатолий Кузнецов
В ФЗГ обратился редактор сайта «Анапа-про» Анатолий Кузнецов. Он сообщил, что в отношении него Следственным отделом СУ СК  РФ по городу Анапа (Краснодарский край) возбуждено уголовно дело по статье 282 УК РФ («Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»). Уголовное дело возбуждено в связи с размещением А. Кузнецовым на сайте «Анапа-про» видеоролика из сети Интернет для обсуждения темы экстремизма в межнациональных отношениях. Кроме того, ему инкриминируются заголовок «Экстремизм от Багирова – «доверенного лица Путина?» и фраза «Депутаты предложили сажать губернаторов за межнациональные конфликты?».

ИЮЛЬ, 24
СМИ Москвы
В Москве сотрудники ОМОНа задержали одиночного активиста, устроившего пикет у входа в Российскую государственную детскую библиотеку на Калужской площади. Одиночный пикет устроил Алексей Давыдов. Вместе с ним у детской библиотеки присутствовали ещё 5 молодых людей, поддерживавших акцию. Давыдов развернул плакат «Быть геем нормально», после чего к нему сразу же подошли сотрудники ОМОНа, которые задержали мужчину. Вместе с ним задержали и 5 человек, поддерживавших пикет. Задержаны были также журналисты, которые вели съемку одиночного пикета.

ИЮЛЬ, 24
Борис Мурадов
Журнал Digital Photo
В Москве в отношении основателя издательского дома Gameland Дмитрия Агарунова возбуждено уголовное дело после того, как он, предположительно, избил главного редактора журнала Digital Photo Бориса Мурадова на рабочем месте. Мурадов получил сотрясение мозга и находится на больничном. Инцидент, произошедший в редакции журнала Digital Photo, привел к возбуждению уголовного дела в отношении основателя издательского дома Gameland Дмитрия Агарунова. Как пишут «Известия», Агарунов ударил главного редактора Бориса Мурадова прямо на рабочем месте. Причиной, по словам Мурадова, послужило то, что он поднял вопрос о невыплате зарплаты сотрудникам журнала (как утверждает Мурадов, они порой не имеют денег доехать до работы или пополнить баланс телефона). «Спора или перепалки не было, я себя сдерживал и выражал свое мнение. Сначала мы говорили один на один, затем я вышел из его кабинета и сел на свое место, а он (Агарунов) бежал за мной вдогонку, и это было в присутствии нескольких человек. Существует видеозапись. Был нанесен удар. Я не мог ни встать, ни защититься… Я потерял сознание», - цитирует Мурадова газета. У него диагностировано сотрясение мозга, он находится на больничном. Коллективу Digital Photo было сказано, что редакция свободна и журнал больше выходить не будет, уточнил Мурадов. Дело в отношении Агарунова возбуждено по части 1 статьи 119 УК РФ («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью», наказывается обязательными работами или лишением свободы на срок до двух лет).

ИЮЛЬ, 24
Игорь Цагоев
В суд передано дело журналиста Игоря Цагоева, задержанного по подозрению в совершении разбойного нападения, сообщил адвокат Николай Карачаев. Напомним, 10 мая стало известно, что в Кабардино-Балкарии полиция задержала журналиста Игоря Цагоева по подозрению в совершении разбойного нападения, совершенного 13 лет назад (см. монитор за май, июнь 2013 года). В июне журналист обратился к прокурору Кабардино-Балкарии Олегу Жарикову с просьбой об изъятии уголовного дела в отношении него из производства следственных органов МВД по КБР и передаче его следственным органам СК РФ. Дело в суд было направлено после утверждения обвинительного заключения, сообщил адвокат журналиста Николай Карачаев. «Обвинительное заключение в отношении Игоря Цагоева утверждено прокурором, и дело направлено в суд», - заявил адвокат. О дате начала первого заседания пока ничего не сообщается. Ранее журналистское сообщество Кабардино-Балкарии обратилось к прокурору республики Олегу Жарикову с просьбой взять расследование дела в отношении журналиста Игоря Цагоева под контроль.

ИЮЛЬ, 24
Анна Политковская
Дети журналиста «Новой газеты» Анны Политковской - Вера и Илья, считают нелегитимным судебный процесс по делу об убийстве их матери, который начался в Мосгорсуде 24 июля с участием присяжных. «Мы не отбирали коллегию присяжных, мы были лишены права даже заявить необходимые ходатайства, - нас попросту вычеркнули из списка заинтересованных лиц», - говорится в заявлении Веры Политковской, которое было размещен на сайте издания «Новая газета». Вера и Илья обращают внимание общественности на то, что судья Мелехин нарушил их законные права, проигнорировав законные требования о переносе судебного заседания, на котором происходил отбор присяжных. «Мы отказываемся приходить в суд, отказываемся от дачи любых показаний, а также отказываемся признавать легитимными любые действия судьи Мелехина в рамках рассмотрения данного уголовного дела», - заявили дети Анны Политковской. В то же время руководитель пресс-службы Московского городского суда Анна Усачева заявила, что нарушения закона РФ в действиях судей не наблюдается, а заявления детей Политковской - безосновательны. Как известно, на повторном процессе по делу об убийстве Анны Политковской будут судить пятерых человек. Еще один из предполагаемых участников преступной группы, бывший милиционер Дмитрий Павлюченков дал показания против других фигурантов дела и полностью признал свою вину. Суд приговорил его к 11 годам заключения. Он заявил, что заказчики убийства - бизнесмен Борис Березовский и экс-эмиссар чеченских сепаратистов Ахмед Закаев. Первый процесс по этому делу четыре года назад закончился оправдательным приговором, однако Верховный суд Российской Федерации отменил его и вернул дело в Следственный комитет.

ИЮЛЬ, 24
Съемочная группа голландского телевидения
Голландской телегруппе из четырех человек, подозреваемой в гей-пропаганде среди несовершеннолетних в Мурманске, грозит штраф или административный арест до 15 суток с выдворением за пределы России. Об этом ТАСС сообщили в областной прокуратуре. По словам и.о. старшего помощника прокурора Мурманской области Ольги Васильченко, граждане Нидерландов приехали в Мурманск снимать фильм о секс-меньшинствах. Для этого брали интервью у жителей города. В Ленинский районный суд Мурманска были направлены документы о возбуждении судебного производства по статье 6.21.3 КоАП РФ («Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних»), введенной в июне этого года. Однако суд вернул материалы дела в ОВД Кольского района в связи с многочисленными нарушениями при составлении протоколов. Как сообщила ТАСС пресс-секретарь районного суда Ирина Березина, «пока документы повторно в суд не поступали, поэтому дата рассмотрения административного дела не известна». По информации областного УФМС, голландцы нарушили режим пребывания в РФ, указав недостоверную цель въезда в Россию. «Заявленная цель была – «культурные связи», фактически же у них была другая цель - общественно-политическая», - пояснили в прокуратуре. УФМС оштрафовало граждан Нидерландов на три тысячи рублей каждого с закрытием въезда на территорию РФ на три года. Кроме того, журналисты лишились части файлов к фильму о России, который они снимали во время поездки. Жесткий диск, как уверяют иностранцы, был изъят полицией. Но никаких документов об этом правозащитники не получили. Теперь в полиции отказываются признать факт изъятия материалов.

ИЮЛЬ, 24
Газета «За Навального»
Большая часть пожертвований, собранных на печать газеты, досталась мошеннику. «С прискорбием вынужден сообщить, что у нас украли газету «За Навального», – сообщил в своем блоге руководитель регионального отделения партии «Народный альянс» Петр Костюк. Ранее сторонники Алексея Навального в Нижнем Новгороде начали сбор средств, чтобы напечатать и распространить газету, в которой оппозиция рассказывала о подоплеке дела «Кировлес». Как пишет в своем блоге Петр Костюк, на открытом счету электронной платежной системы «Яндекс-Кошелек» были собраны 53 тысячи рублей, которых хватало, чтобы напечатать тираж в 70 тысяч экземпляров, если исходить из стоимости 36 копеек за одну газету. Но, по словам Петра Костюка, в Нижнем Новгороде не нашлось типографий, которые бы хотели взяться за этот заказ. А те, что были согласны, просили слишком дорого. «Поскольку данная газета считается оппозиционной, и известны, как минимум, три официальных случая незаконного изъятия тиража сотрудниками правоохранительных органов, я был вынужден искать альтернативные возможности для печати газеты за пределами Нижегородской области, - поясняет Петр Костюк. В результате поисков на всероссийском полиграфическом форуме он нашел некоего Павла, который утверждал, что имеет возможность выполнить целый ряд полиграфических услуг, в том числе отпечатать тираж газеты «За Навального». «Он дал квалифицированную консультацию о стоимости тиража, особенностях печати и упаковки, сроках изготовления, веса пачек, стоимости услуг транспортной компании от Твери до Нижнего Новгорода. У меня ни на секунду не закралось сомнение в том, что я разговариваю с реальным, добросовестным исполнителем. Более того, введя его телефон (8 960 705 25 95) в строку поиска ПС Яндекс, я нашел тему, на том же полиграфическом форуме, в которой Павел предлагает полиграфические услуги. Это абсолютно рядовое, обыденное для этого ресурса явление укрепило мое мнение о добросовестности исполнителя», - добавляет Петр Костюк. 11 июля тремя платежами Петр Костюк перевел на счет Павла 37 тысяч рублей. 22 июля истек срок исполнения заказа. Но связаться с подрядчиком больше не удалось. 23 июля Петр Костюк написал заявление в полицию, не особо надеясь, что мошенник будет найден. На оставшиеся у него 16 тысяч рублей он рассчитывает все-таки напечатать газету хотя бы небольшим тиражом, пусть даже по высокой цене.

ИЮЛЬ, 24
Все СМИ
ООН призывает страны-члены Организации соблюдать 1738-ю резолюцию, требующую от стран защищать журналистов и обеспечивать их безопасность. Этот шаг ООН поддержала правозащитная организация «Репортеры без границ». «После принятия Советом Безопасности ООН 1738-ю резолюции, запрещающей предумышленное нападение на журналистов во время конфликтов, уровень насилия в отношении журналистов и граждан повысился. В 2012 году при исполнении служебных обязанностей погибло 89 журналистов. 2012 год был отмечен убийствами наибольшего числа репортеров после 1995 года, когда организация «Репортеры без границ» начала публиковать ежегодные отчеты. Теперь выполнение 1738-й резолюции необходимо, как никогда», - заявил исполнительный директор этой организации Кристоф Делор. По заявлению «Репортеров», в репрессивных или вовлеченных в войну странах профессиональные или гражданские журналисты зачастую являются единственным источником информирования общества о фактах нарушения прав человека со стороны правительства, религиозных экстремистов или военных командиров. Освещая факты насилия, они рискуют сами стать жертвами насилия. Исходя из опыта, «Репортеры без границ» рекомендуют для обеспечения безопасности журналистов осуществлять следующие шаги: 1. Начать мониторинг того, как страны-члены ООН осуществляют свои обязательства. 2. Обязательства стран-членов должны распространяться и в отношении «непрофессиональных поставщиков информации». 3. Обязательства стран-членов должны распространяться и за пределами вооруженных конфликтов. 4. Обязательства стран-членов должны касаться также поставщиков информации, находящихся в изгнании. «Репортеры без границ» заявляют, что в большинстве случаев убийства журналистов убийцы остаются безнаказанными. Организация призывает страны-члены ООН систематически расследовать все факты насилия и фатальные инциденты, жертвами которых становятся журналисты, представители медиа или связанные с распространением информации лица, и все случаи, которые происходят в их стране и за рубежом.

ИЮЛЬ, 24
Съемочная группа телекомпании «СургутИнтерНовости»
Двум молодым женщинам-сестрам, набросившимся с кулаками на журналистов телекомпании «СургутИнтерНовости», может грозить до шести лет тюрьмы. Передвигаясь на автомобиле, они нарушили правила дорожного движения и были остановлены нарядом полиции, в составе которого работала съемочная группа. «Королевы дорог», видите ли, не захотели, чтобы их поведение было заснято на камеру. Как сообщили в городской прокуратуре, инцидент произошел на улице Электротехнической в Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ). Гражданки 1983 и 1978 годов рождения, - одна в качестве водителя автомобиля Тойота Corolla, другая – пассажир, - были остановлены за административное правонарушение. Завидев телевизионщиков, женщины попытались принудить журналистов к отказу от распространения собранного видеоматериала и применили к нему физическую силу. В отношении хулиганок было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения к отказу от распространения информации, соединенные с насилием»). Санкция за совершение данного преступления предусматривает лишение свободы до шести лет, сообщает прокуратура.

ИЮЛЬ, 24
Александр Орлов
Во второй половине дня был уволен заместитель главного редактора телеканала «Россия 24» Александр Орлов. «За записи в Фейсбуке – вернее из-за пары моих «задорных» постов, связанных с А. Навальным, ну и за веселые стишки», – сообщил Орлов. По данным бывшего замглавреда, к его изгнанию с государственного ТВ может иметь отношение первый замруководителя кремлевской администрации Вячеслав Володин. «Как я понял из сбивчивых объяснений уже бывших старших товарищей, нашисты из Общественной палаты настрочили донос Володину, приложив к нему the best of my facebook, и Володин нагнул телеканал. Может, было и не так, но фантастическая скорость, суета, с которой вчера готовились мои бумаги на увольнение (все заняло где-то часа два), отчасти подобное подтверждает», – написал в социальных сетях Александр Орлов. По словам экс-замглавреда, ему угрожают уголовными статьями за отдельные высказывания в Фейсбуке. Не самые радужные перспективы он рисует государственному ТВ (вместе с телеканалами «Россия 1», «Россия 2», «Москва 24», «Культура» и некоторыми другими, «Россия 24» входит в холдинг ВГТРК). Во всяком случае «в том виде, в той концепции, что начала реализовываться в последние десять месяцев», по его мнению, ТВ уже не будет. «Я, кстати, если кто не знает, только числился этим замом на «Р-24», а по факту был, что называется, креативным продюсером «Р-1», занимался съемками промо, промо кампаниями и т.п.», – также сообщил Орлов.

ИЮЛЬ, 25
ОТР
Будущее Общественного телевидения, у которого завершились финансирование, остается неизвестным. Оставшихся средств телеканалу хватит лишь на два месяца, поделился со СМИ новостями генеральный директор ОТР Анатолий Лысенко. Он также отметил, что 100 тысяч рублей, представленные для развития проекта лично руководителем Роспечати Михаилом Сеславинским, «не смогут спасти отца русской демократии». В то же время Лысенко связывает свои надежды с тем, что ОТР сможет избежать закрытия по причине нехватки финансирования за счет поступлений дополнительных средств из бюджета и использования кредита под госгарантии. «В настоящий момент мы как раз решаем этот вопрос», - рассказал Лысенко. На вопрос, не грозит ли финансовая угроза существованию ОТР, он в ироничной форме отметил: «Очень надеюсь, что слухи о смерти Общественного телевидения окажутся сильно преувеличенными».

ИЮЛЬ, 26
СМИ Ленинградской области
Конференция «Народного фронта» Ленинградской области пройдет в закрытом для СМИ формате. В Гатчине 27 июля, состоится учредительная конференция регионального отделения движения «Народный фронт - за Россию». В отличие от петербургских «фронтовиков», конференция которых будет доступна для прессы, заседание областных закроют для журналистов, так как пройдет оно на режимном объекте. Общественники заявляют, что им нечего скрывать от СМИ, а выбранная площадка была наилучшим вариантом для сбора десятков активистов. Как сообщила координатор областного отделения «Народный фронт - за Россию» Светлана Шевченко, выбором площадки для учредительной конференции занимался оргкомитет, состоящий из 15 человек. По ее словам, Гатчинский авиационный ремонтный завод стал оптимальным местом для сбора будущих членов отделения, проживающих в отдаленных районах Ленобласти. В ходе конференции областных «фронтовиков», в числе прочего, планируется принять устав отделения и определить адрес штаб-квартиры, в которой расположится общественная приемная для работы с гражданами.

ИЮЛЬ, 29
Газета «Здоровая Сысерть»
Как сообщил руководитель информационного отдела ГУ МВД РФ по Свердловской области Валерий Горелых, 29 июля правоохранители задержали несколько автомобилей, груженных дискредитирующими главу администрации Сысертиего агитационными материалами. Так, машины, развозившие газеты, были остановлены в самой Сысерти, в Большом Истоке и в селе Черданцево. В общей сложности правоохранители изъяли около 17 тысяч экземпляров газет «Здоровая Сысерть». По словам Валерия Горелых, по обозначенному факту было заведено дело об административном правонарушении, идет проверка. Полицейские обещают указать на организатора выпуска тиража. Уже установлено, что газеты печатались на Режевской типографии.

ИЮЛЬ, 29
Интернет
Следственный комитет сообщил о возбуждении дела по части 2 статьи 128.1 («Клевета в публичном выступлении») и статье 319 УК («Оскорбление представителя власти») в связи с тем, что в мае - июне 2013 года неустановленные лица опубликовали в общем доступе в интернете «материалы, содержащие публичные оскорбления депутатов Госдумы Елены Мизулиной и Ольги Баталиной как представителей власти». Также заявлялось, что были распространены «заведомо ложные сведения в связи с профессиональной деятельностью депутата Мизулиной». Лишения свободы ни одна ни другая статья УК не предполагает. Лицам, признанным виновными, грозят штраф до 1 миллиона рублей либо обязательные работы на срок до 240 часов за клевету и исправительные работы на срок до одного года за оскорбление.

ИЮЛЬ, 29
Журнал «Бизнес- курс»
В Омске областной суд оставил без удовлетворения исковое заявление атамана Омского отдельского казачьего общества Николая Афанасьева к еженедельнику «Бизнес-курс», опубликовавшему статью «Арбитражная вольница», в которой рассказывалось о нескольких эпизодах из жизни главного в области казака. Ущерб, причиненный публикацией его репутации, истец оценил в сумму, рекордную для омского правосудия – 10 млн. руб. Для сравнения, бывший областной глава Леонид Полежаев, часто судившийся с местными и федеральными СМИ, предъявлял им суммы в десятки раз меньшие, явно переоценивая, по мнению наблюдателей, перенесенные им моральные страдания. По имиджу атамана эта статья ударила действительно довольно чувствительно. Ранее в интервью областным изданиям г-н Афанасьев подчеркивал, что возглавляемое им общество, в отличие от всех остальных, которых в регионе еще с десяток, состоит из натуральных казаков – таких насчитывается более 1,5 тысяч (без учета членов семей) и доказательство их подлинности – то, что они включены в государственный реестр. Их атаман называет «служилой элитой», чье предназначение – служение государству, отчеству. Однако в БК рассказывалось о деятельности самого Афанасьева, которая от этого пафоса далека. В оспариваемом материале речь шла о попытке захвата хозяйства, принадлежавшего известному фермеру из Калачинского района Петру Беккеру, после смерти которого наследником его бизнеса стал сын Алексей. Николай Афанасьев, пишет издание, неожиданно подал иск о взыскании с Беккера-младшего долгов, которые якобы имел покойный перед казаком. В ходе судебного процесса было доказано, что почти все документы, представленные истцом, который с усопшим даже не был знаком – договоры займа, долговая расписка и пр. – поддельные. Пока шло судебное разбирательство, на зерносклад прибыла группа ребят спортивного телосложения и вывезла с него «в счет погашения долга» полтысячи тонн зерна. Алексей обратился в суд, тот вынес решение о «неосновательном обогащении» атамана, которое выразилось в присвоении чужого имущества на сумму 2 млн. руб. Исполнять вердикт суда предводитель казачества категорически отказался. И когда к нему в очередной раз пришел пристав, по свидетельствам очевидцев, между слугами государевыми вышел конфликт: представитель «служивой элиты» сел в описанный «простым слугой» Mercedes и проехался, пишет «Бизнес-курс» по его ноге: медики зафиксировали у пристава перелом пальца. По данному факту возбуждено уголовное дело, к чему, впрочем, атаману, сообщает БК, не привыкать: по информации газеты «Коммерческие вести», в конце 90-х годов, когда Афанасьев был директором автотранспортного предприятия, оно, не рассчитавшись с поставщиками трех тысяч автомобилей «Москвич», обанкротилось: активы могли быть выведены через подконтрольные ему фирмы. «Как утверждает конкурсный управляющий, в этой истории тоже фигурировало множество поддельных документов, но дело до суда не дошло». Гнев атамана, вызванный статьей «Арбитражная вольница», не вместился в судебный иск. Подал он заявление и в полицию - с требованием привлечь автора материала Виталия Ганнащука и главного редактора БК Наталью Ворохоб к уголовной ответственности за клевету. Областной суд, однако, ничего клеветнического в публикации не нашел. Ранее Первомайский райсуд отказал Афанасьеву в аналогичном иске – тоже на сумму 10 миллионов рублей, которые он потребовал с адвоката фермера Алексея Беккера. В зале суда адвокат назвал атамана «опытным рейдером, использующим в своей работе фирмы-помойки». Суд счел допустимым такое высказывание в отношении главного в Омской области казака.

ИЮЛЬ, 30
Роман Юшков
Прокуратура Пермского края возбудила уголовное дело в отношении журналиста Романа Юшкова. В результате проведенной проверки прокуратура выяснила, что в его статье «Истерия по-пугачевски» содержатся публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Дело возбуждено по второй части 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием средств массовой информации»). «Публичные утверждения автора, сопряженные с подстрекательством к выселению чеченцев, поджогам их домов и ряд других высказываний и суждений направлены на возбуждение ненависти и вражды, на унижение достоинства человека по признакам национальности, являются призывам к осуществлению экстремистской деятельности», - говорится с сообщении прокуратуры Пермского края. Статья «Истерия по-пугачевски» вышла 19 июля 2013 года на страницах краевой газеты «Звезда». В тексте журналист Юшков скептически отзывается о народных выступлениях в Пугачеве, считая их недостаточной мерой, а также называет местную администрацию «недалекой и трусливой». «Ситуация бы изменилась, если бы в Пугачеве толпа не надувала щеки и не грозила поджечь то самое кафе «Халяль», а реально бы его сожгла вместе с обитателями. А заодно и все чеченские дома в Пугачеве», - пишет автор. В сообщении прокуратуры также отмечается, что с учетом проведенных экспертных исследований статьи прокуратурой будет решен вопрос о направлении в суд представления в порядке ст.13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в целях признания ее экстремистским информационным материалом. Напомним, что в Пугачеве произошло убийство - подросток из Чечни ночью 6 июля этого года в ходе драки нанес скальпелем множественные колото-резаные ранения грудной клетки бывшему десантнику. От полученных телесных повреждений потерпевший скончался в медицинском учреждении. Позже в СУ СК РФ по Саратовской области пояснили, что причиной конфликта была девушка. После этого в городе начались стихийные массовые акции, а жители выступили с требованиями выселить из Пугачева всех выходцев с Кавказа.

ИЮЛЬ, 30
Виктор Корб
В Омске суд отказал блогеру Виктору Корбу в иске к правоохранительным органам, признав, что они вправе фабриковать административные дела в отношении граждан, которые чем-то их не устраивают. Известному блогеру, журналисту, гражданскому активисту Виктору Корбу не удалось взыскать с областных силовых структур – УФСБ, УМВД и прокуратуры города Омска компенсацию причиненного ими морального и материального вреда. Корб предъявил этим организациям иск на 6 млн. рублей – так оценил он ущерб своей репутации, а также время, потраченное на разбирательства по сфабрикованными ими делам. По его словам, они отняли у него «около года жизни». Преследование, по его мнению, велось намеренно и планомерно. 31-го июля 2012 после очередного сбора единомышленников на Театральной площади в рамках «Стратегии – 31» полиция, не имея никаких оснований, что подтвердилось позже в суде, возбудила дело «о перерастании собрания в митинг». Процесс длился в трех инстанциях около 5 месяцев. По его окончании сразу же пошло в суд новое дело - об использовании блогером в своем ЖЖ и на созданном им же сайте «Омск политический» слова «полицаи», которое он применял, как не раз повторял, не ко всем полицейским, а к тем, кто «действует не по закону, а по приказу ПЖиВ». В феврале 2013 года Корб случайно узнал о том, что его эссе «Договор vs норма», как и публикации публицистов Юрия Афанасьева, Владислава Иноземцева, признано экстремистским из-за того, что оказалась на страницах газеты «Радикальная политика», о чем автор не подозревал. А в начале марта с подачи омских чекистов было открыто дело «О распространении экстремистских материалов», где также фигурировал Виктор Корб. Обратившись в суд, он добился признания незаконными обоих постановлений, на что опять же ушло много времени (см. монитор за февраль, апрель 2013 года). Сообщение об их отмене опубликовали с десяток СМИ, информацию же о его «экстремистской деятельности» подхватили более сотни, что вызвало настороженность в отношении к нему в научных сообществах: Корб – известный социолог и политолог, автор популярных в Сети проектов, к примеру «Гражданин Мэр» (виртуальные выборы главы города), а придуманный им формат проведения политакций, не требующих уведомления – ССГ (собрание свободных граждан) применяется во многих регионах РФ. Иск на 6 миллионов слушался в Центральном районном суде. Как заявил истец, из материалов трех дел видно, что правоохранительные органы действовали совместно, а инициатором этих действий было управление ФСБ. Судья Иллирионов, не отрицая того, что дела возбуждались необоснованно, в удовлетворении исковых требований блогеру полностью отказал. Таким образом, суд признал, что власть вправе по своему усмотрению отнимать у граждан силы и время без каких-либо ограничений, если тот или иной гражданин попадает под ее подозрение. Если этот гражданин чем-то ее не устраивает, она вправе фабриковать против него административные дела. Как сказал корреспонденту ФЗГ Виктор Корб, другого исхода рассмотрения своего иска он и не ожидал – подавал же его лишь затем, чтобы продемонстрировать обществу, что собой представляет на данный момент наша правоохранительная система, содержание которой оплачивает простой россиянин, не застрахованный от попадания под ее «каток».

ИЮЛЬ, 31
Сергей Доренко
Защита журналиста Сергея Доренко намерена дойти до Европейского суда по правам человека в тяжбе с главой РЖД Владимиром Якуниным, если бывший главред «Русской службы новостей» потерпит неудачу в российских судах. Об этом сообщил в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» сам С. Доренко. «Адвокаты говорят, что дойдут до ЕСПЧ, потому что по существу в моем деле с Якуниным запрещено мое мнение», - отметил он. С. Доренко также добавил, что решение Хорошевского суда столицы, удовлетворившего иск Якунина и взыскавшего с журналиста 80 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, уже обжаловано в вышестоящей инстанции. Иск о защите чести и достоинства был подан в январе 2013 года. Поводом для судебного разбирательства стали высказывания С. Доренко, сделанные в эфире «Русской службы новостей» в ноябре 2012 года. Тогда журналист сравнил Якунина с бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым, в ведомстве которого после отставки обнаружили крупные хищения (см. монитор за январь 2013 года).

ИЮЛЬ, 31
Телеканал «Восточный экспресс»
Весьма неприятный для властей Челябинской области инцидент случился 31 июля на телеканале «Восточный экспресс». Этот канал местные власти в свое время купили за весьма неплохие бюджетные деньги у частника, да так и не смогли с ним расстаться, несмотря на распоряжение тогдшнего президента РФ Медведева о демонополизации телевизионных СМИ властью. Хотя телеканалов, формирующих «положительный образ власти», на Южном Урале и так было предостаточно. В тот день в обычном выпуске новостей, когда чуть не трижды за минуту показали губернатора, вместо сюжета о томографе в эфире вдруг стал транслироваться фильм «антипутинского» содержания. В фильме говорилось о том, что за время правления Путина были убиты журналисты Анна Политковская и Наталья Эстемирова, погиб юрист Сергей Магнитский, за решеткой оказался Михаил Ходорковский, коррупция достигла невообразимых масштабов. «Сначала все сотрудники обалдели, потом остановили фильм, впопыхах поставили то, что под руку попалось (какая-то старая передача)», - рассказывают источники. Скорое разбирательство выявило, что фильм в эфир пустил один из режиссеров «Восточного экспресса», который был в ссоре с руководством канала и таким образом решил отомстить начальству. Режиссера из телекомпании тут же выгнали, а директор телекомпании Валерий Шагиев заявил в СМИ, что руководство рассматривает возможность подачи заявления по статье УК РФ «Хулиганство». Мы позвонили знакомым журналистам на «Восточный экспресс», но они все до того запуганы, что боятся даже фамилию изгнанного режиссера назвать. Между тем история получила такую широкую огласку только сейчас благодаря тому, что некий пользователь под ником Андрей Попов выложил на Ютуб выпуск новостей с вторгшимся в него фильмом. Если бы не этот ролик на Ютуб, который стремительно распространяется в интернете, возможно, руководству телеканала инцидент удалось бы замять по-тихому. Ирония еще и в том, что во время произошедшего сам директор телеканала Валерий Шагиев занимался усиленной подготовкой и созданием регионального ОНФ для Путина, в который вошел как один из соучредителей.

ИЮЛЬ, 31
Галина Крамич
В Шатурском районе Московской области 31 июля совершено нападение на главного редактора местной газеты «Любимый город» Галину Крамич. Около 18 часов она вышла из автобуса и направилась к своему дому в деревне Алексино-Туголес. Женщину догнал неизвестный и, не говоря ни слова, ударил по голове тяжелым предметом, затем нанес несколько ударов ногами и скрылся. Потерявшую сознание Г. Крамич обнаружили случайные прохожие, которые вызвали медиков. В тяжелом состоянии она была госпитализирована в реанимационное отделение Шатурской центральной районной больницы. В Шатуре это преступление связывают с профессиональной деятельностью Г. Крамич. В частности, глава городского поселения Валерий Ларионов обосновывает это тем, что преступник ничего не взял у пострадавшей, хотя в ее сумке был дорогой телефон, фотоаппарат, деньги. А председатель местного Совета Алексей Лихачёв сообщил: «Галина Крамич известна своими критическими высказываниями в адрес администрации Шатурского муниципального района и её главы, руководителя первичной организации «Единой России» Андрея Давыдовича Келлера. На протяжении многих лет она последовательно и принципиально доносила в своих статьях до умов шатурян нелицеприятные, но правдивые факты о различного рода негативных действиях господина Келлера и сотрудников его администрации». Остается добавить, что 27 июля в газете «Любимый город» была опубликована статья Г. Крамич под названием «Началось», в которой говорилось о возможном причастии А. Келлера к сожжению автомобиля жителя Шатуры, публично оппонировавшего главе Шатурского муниципального района. А 8 сентября предстоят выборы губернатора Московской области и главы Шатурского муниципального района. Однако уголовное дело возбуждено по статье 116 УК РФ («Побои»). ФЗГ будет следить за развитием ситуации.

ИЮЛЬ, 31
Осаму Хирабаяси
Во Владивостоке японского корреспондента оштрафовали на 2 тысячи рублей за проникновение на базу ТОФ во время встречи ВМС России и Китая. Во время заседания во Фрунзенском суде было установлено, как шеф-корреспондент японского информационного агентства «Киодо Цусин» Осаму Хирабаяси 5 июля прошёл на главную базу ТОФ, в то время, когда ему было отказано в аккредитации. При этом аккредитация МИД для работы в России у него имеется. Журналист успел сфотографировать несколько военных кораблей КНР и Российской Федерации. В то же время обвиняемый журналист отметил, что он не проходил на мероприятие потайными ходами, а был пропущен матросами на пропускном пункте. Впрочем, суд не прислушался к словам Осаму Хирабаяси, и он был признан виновным в свершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8. КоАП РФ. Согласно назначенному наказанию иностранцу будет необходимо выплатить штраф в размере 2 тысяч рублей.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни