Результаты мониторинга
11 Августа 2013 года

Результаты мониторинга ФЗГ – июнь 2013

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 6 (съемочная группа ОТВ, Владивосток; Ирина Лукьяшко, журналистка ЮГА.Ру, Краснодарский край; Ростислав Бардокин, главный редактор Новокузнецкого интернет-телевидения, Кемеровская область; Евгений Титов, собкор «Новой газеты», Краснодарский край; Ростислав Журавлев, корреспондент «УралПолит.Ru», Тюмень; Антон Бурлуцкий, редактор журнала «Люди и вещи. Shopping», Оренбург).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 6 (организаторы музыкального фестиваля Kubana, Краснодарский край; сайты 7info, «МедиаРязань», RZN.info, все – Рязань; ОТР, Москва; аппарат губернатора Хабаровского края)

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 1 (Александр Серебрянников, сайт «Блогер51», Мурманск).

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Любовь Алексеева, редактор газеты «Заря Востока», Алтайский край).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 3 (Ольга Скабеева, корреспондент ГТРК «Ставрополье» и Андрей Мельников, оператор ГТРК «Ставрополье», оба – Ставрополь; Виталий Папилкин, главный редактор газеты «Самарские известия», Самарская область; Дмитрий Зыков, корреспондент Граней.Ру, Москва).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 16

на сумму 16 380 004 рубля.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 13, удовлетворено – 4, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 80 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 27

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 1 (сотрудники РТК «Омикс», Кемеровская область).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 1 (РТК «Омикс», Кемеровская область).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – 6 (телеканал «Дождь», Москва; РТК «Омикс, ООО «Кабельная телевизионная компания», ГТРК «Кузбасс», все - Кемеровская область; телеканал «Урал-Информ ТВ», Пермь; новостная программа телекомпании РЕН-ТВ Омск).

Прекращение выхода СМИ – 2 (телеканал «Рен ТВ Уфа», Башкирия; портал PublicPost, Москва).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 8 (газета «Вечорка», Забайкальский край, 3 раза; газета «За Навального!», Краснодар; газета «Свердловская правда», Екатеринбург; газета «За Навального!», Московская область; агитационные газеты Алексея Навального, Москва; газета «Каталог73», Ульяновск).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 1 (сайт телеканала Russia Today).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ().

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 3 (телефон съемочной группы ГТРК «Ставрополье», Ставрополь; видеокамера Евгения Титова, собкора «Новой газеты», Краснодарский край; компьютеры редакции газеты «Местная», Краснодарский край).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 23

ИЮНЬ, 3
Съемочная группа ОТВ
Во Владивостоке неизвестный устроил дебош в магазине и напал на съёмочную группу ОТВ Стражи порядка задержали мужчину. Злоумышленник представился военным разведчиком, вступил в драку с полицейскими и ударил корреспондента «Общественного телевидения Приморья». Мужчину полицейские задержали внутри продуктового магазина. Будучи сильно нетрезвым, злоумышленник подошел к отделу с напитками и стал требовать пива. Разозлившись, что бесплатно напиток не дадут, задержанный разбил витрину с солениями и попытался ударить продавцов. Испуганные девушки вызвали полицию. Патрульные прибыли на место происшествия уже через пять минут. Злоумышленника задержали. Полицейским задержанный представился военным разведчиком и стражем порядка. Мужчина вел себя крайне агрессивно, на него даже пришлось надеть наручники. Приезд съемочной группы программы «Авто Патруль Приморских дорог» также не обрадовал дебошира. Оскорбив журналистов, злоумышленник ударил корреспондентку. Задержанному предстоит оплатить разбитую витрину. Кроме того, в любимый магазин его теперь вряд ли пустят. Что касается журналистов, то съемочная группа не стала писать заявление на обидчика. Несмотря на дальнейшие многочисленные оскорбления, корреспонденты простили дебошира, надеясь, что протрезвев, мужчина осознает свой поступок.

ИЮНЬ, 3
Газета «Осинские вести»
Пермский краевой суд окончательно отказал главе Осинского района Сергею Романову в удовлетворении иска к городской газете «Осинские вести». Чиновник требовал компенсацию морального вреда в 150 тыс. руб., опровержения, а также извинений от автора публикации Елены Белоусовой, изложившей свою оценку о мнении губернатора Виктора Басаргина. Сергей Романов руководит нефтеносным Осинским районом с 2003 года. В декабре 2012 года и январе 2013 года депутаты Земского собрания большинством голосов выставили ему «неуд» за работу и досрочно отправили в отставку. Но 26 февраля 2013 года опальный глава сумел доказать в суде допущенные народными избранниками процедурные нарушения и был восстановлен в прежней должности. Зато вынесенное 14 марта судебное решение по очередному иску оказалось не в пользу Романова. Ответчиками по этому делу значились Елена Белоусова, городская муниципальная газета «Осинские вести» и ее учредитель – МБУ «Осинский информационный центр». Чиновнику не понравилось обнародованное газетчиками изложение фраз пермского губернатора Виктора Басаргина, который нелестно высказался о положении в районе. В том числе якобы сказал: «Я к вам больше не приеду». Истец сообщил в исковом заявлении, что ничего подобного губернатор не говорил, и недостоверная публикация опорочила его, Романова, честь и достоинство, вызвала нравственные страдания. Районный и краевой суды напомнили истцу: российское законодательство не предусматривает ответственность за мнение, оценку, суждения. Примечательно, что на рассмотрение апелляционной жалобы 3 июня в краевом суде никто из сторон не явился. И разбирательство шло в присутствии единственного слушателя – корреспондента ФЗГ.

ИЮНЬ, 3
Газета «Звезда»
Администрация сельского поселения подала два иска к местной газете. Один из них уже завершился в пользу редакции. В апреле 2013 года в Становлянский районный суд (село Становое Липецкой области) было подано два иски о защите деловой репутации. Истец, администрация сельского поселения, требовал опровержения сведений, изложенных в двух публикациях становлянской районной газеты «Звезда». Кроме того, в каждом из исков была заявлена компенсация морального вреда в размере 300 тысяч рублей. Обе публикации касались деятельности местной администрации и содержали ее критику. Инициатором подачи исков стала глава становлянской администрации, которая посчитала высказывания журналистов обидными и оскорбительными для себя. Возражая на иски, ответчик указывал, что они были поданы от администрации, а спорные фрагменты касались ее главы. Кроме того, некоторые высказывания носили оценочный характер. Также ответчик говорил о невозможности компенсации морального вреда для такого субъекта, как районная администрация, потому что в этом случае невозможно установить наличие страданий истца. По первому иску суд вынес решение: отказать истцу в полном объеме. В настоящее время рассматривается второй иск. Интересы редакции представляет юрист Центра защиты прав СМИ Екатерина Михеева.

ИЮНЬ, 3
Газета «Новое время»
Редакция газеты «Новое время» (город Губкин Белгородской области) обжаловала решение суда первой инстанции о публикации опровержения. В Белгородский областной суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции обратилась редакция газеты «Новое время». Ранее Губкинский городской суд вынес решение по иску Максима Ковалева к редакции газеты, опубликовавшей сообщение о том, что он был признан виновным по четырем эпизодам преступления, предусмотренного статьей 132 УК РФ («Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста»). Истец указывал на то, что в действительности он был осужден только по трем эпизодам, и требовал публикации опровержения. Суд первой инстанции удовлетворил его требования. Ответчик не согласился с решением суда, так как информация, опубликованная в газете, была полностью взята из пресс-релиза, распространенного местными правоохранительными органами. Согласно статье 57 ФЗ «О СМИ» в этом случае редакция не несет ответственности за распространение недостоверных сведений. Белгородский областной суд согласился с позицией редакции газеты и отказал истцу в публикации опровержения. Интересы ответчика в суде представляла юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

ИЮНЬ, 3
Газета «Есть работа»
Екатеринбургские журналисты объявили голодовку. На эту акцию вынужденно пошли сотрудники издания «Есть работа», рискующие остаться без крыши над головой. Как сообщает eanews.ru, под угрозой сноса оказался многоквартирный дом, который находится на землях под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – на улице Хасановской, 70, в Екатеринбурге. По данным источника, ссылающегося на сотрудников издания, два года назад журналисты приобрели участок под застройку. Жилой дом на 20 квартир уже возведен, получено свидетельство о собственности, подведены все коммуникации, ведутся отделочные работы. Однако тут журналисты и столкнулись с проблемой – на землях, предназначенных под ИЖС, по закону нельзя было строить многоквартирное жилье. Сейчас, сообщает eanews.ru, ситуация такова: семьям журналистов запрещено вселяться в дом, построенный на их собственные деньги, по решению суда объект подлежит аресту и сносу. Источник отмечает, что одна квартира в спорном доме стоит не менее 900 тысяч рублей. Журналисты издания «Есть работа» объявили голодовку, требуя вмешательства областных властей в разрешение конфликта.

ИЮНЬ, 3
Николай Ярст
В Центральном районном суде города Сочи (Краснодарский край) прошли судебные слушания по определению меры пресечения в отношении Николая Ярста, журналиста телекомпании ОТР. По решению суда он помещен под домашний арест. Напомним, 23 мая 2013 года в салоне машины, в которой передвигался Николай, полицейские в присутствии понятых обнаружили свёрток с веществом смеси частиц зелёного и коричневого цвета. Результаты исследований экспертно-криминалистического центра показали, что изъятое вещество – синтетический наркотик. Бвло возбуждено уголовное дело по статье 228 УК РФ («Хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств») – см. монитор за май 2013 года. «По заключению химической экспертизы, в кармане брюк Ярста обнаружена 0,01 наркотического вещества, - процитировал данные экспертизы адвокат Александр Бойко. - У нас нет возможности провести независимую экспертизу, поскольку, по словам следователя, во время химической реакции эта частица растворилась. Ее нет». Суд принял решение определить меру пресечения на время проведения следствия - домашний арест. Журналисту запрещено покидать пределы жилого помещения, в котором он проживает, а также общаться с другими лицами, за исключением адвоката и следователя. Отправлять и получать почтово-телеграфные отправления, пользоваться средствами связи, информационно-телекоммуникационной сетью интернет также запрещено.

ИЮНЬ, 3
Газета «Есть работа»
В Саратове восемь журналистов местной газеты федерального издания «Есть работа» объявили голодовку в поддержку своих екатеринбурских коллег, ставших жертвами произвола властей. Согласно информации, размещенной на официальном сайте холдинга, администрация Екатеринбурга требует снести дом, который сотрудники компании построили для себя на собственные средства на выкупленном участке земли. В целом по холдингу в голодовке со всех концов страны принимает участие около 400 человек. «Каково же было наше удивление, когда мы столкнулись с произволом, подтасовками и явным обманом на процессе со стороны представителей городской администрации, с фальшивыми экспертизами. Тогда мы стали обращаться в полицию и прокуратуру. Наши требования отклонялись. Мы полагаем, что на суд было оказано беспрецедентное давление», - пишут екатеринбургские журналисты. Саратовские журналисты, в свою очередь, присоединяются к протесту, а также поддерживают обращение коллег к президенту Владимиру Путину с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию.

ИЮНЬ, 3
СМИ Краснодарского края
Организаторы музыкального фестиваля Kubana, который должен пройти на побережье Черного моря, требуют от СМИ, претендующих на аккредитацию, предоставления паспортных данных журналистов и сведений об аудитории СМИ, что противоречит российскому законодательству. Кроме того, журналистов обязывают «согласовывать с pr-службой Kubana» материалы, которые в дальнейшем должны быть размещены в СМИ.

ИЮНЬ, 3
Ura.ru
Прокуратура Орджоникидзевского района Екатеринбурга и Артемовский городской прокурор инициировали доследственную проверку в отношении Ura.ru. «Информационное агентство на своем сайте разместило статьи «Прокурора Орджоникидзевского района Екатеринбурга отправят в отставку» и «Артемовский прокурор заигрывает с уголовниками». Изложенные в них сведения являются недостоверными, порочат честь и достоинство не только обозначенных в статьях руководителей прокуратур, но и формируют негативное общественное мнение к органам прокуратуры в целом», - говорится в сообщении свердловской прокуратуры. Прокуроры усмотрели в действиях агентства признаки преступления, предусмотренного ч.2 ст.128.1 УК РФ («Клевета, содержащаяся в средствах массовой информации»). Кроме того, в настоящее время прокурор Орджоникидзевского района готовит исковое заявление в суд о защите чести и достоинства.

ИЮНЬ, 3
ТРК «Петербург»
Телеканал «Дождь»
Forbes
Арбитражный суд Москвы отклонил иск о защите деловой репутации ОАО «Телерадиокомпания Петербург» к журналу Forbes и телеканалу «Дождь». Исковое заявление касалось распространенной ответчиками информации о фильме «Потерянный день», рассказывающем о вооруженном конфликте в Южной Осетии. В частности, в журнале Forbes и в эфире телеканала «Дождь» сообщалось, что картина могла быть снята сотрудниками ТРК «Петербург». Истец посчитал, что подобные утверждения порочат деловую репутацию телеканала, поскольку сюжет фильма основан на слухах, сообщает РАПСИ. Представители ответчиков заявили, что не распространяли утверждения, а выражали субъективное мнение. Более того, юрист Forbes отметила, что в спорной статье содержался также комментарий пресс-службы ТРК «Петербург», в котором говорилось о непричастности ТРК к фильму. Представитель «Дождя» отметила, что телеканал давал истцу возможность опровергнуть спорную информацию, однако ТРК «Петербург» этим не воспользовалась.

ИЮНЬ, 3
Сайт телеканала Russia Today
Сайт телеканала Russia Today подвергся DDoS-атаке, при этом хакеры скрываться не стали, в нападении призналась группа AntiLeaks. Вечером сайт RT.com, а также испанская страница телеканала оказались недоступны. Проблему удалось решить только к 3:30 по московскому времени. Сейчас все сайты работают в обычном режиме. Название группы говорит само за себя, хакеры выступают против разоблачений WikiLeaks. Данная атака на сайт RT уже далеко не первая. Сайт уже подвергался нападениям со стороны AntiLeaks во время премьеры «Шоу Джулиана Ассанжа». К слову, именно сейчас в Америке проходит суд над информатором WikiLeaks военнослужащим Брэдли Мэннингом. Данный судебный процесс телеканал Russia Today освещает в прямом эфире. А вот проблемы с сайтом возникли сразу после начала судебного заседания.

ИЮНЬ, 3
Вячеслава Жуков
Александр Алоян
Дмитрий Прокопенко
Властям Орловской области с трудом удалось погасить скандал. Причиной стал отказ Вячеслава Жукова, главреда «Орловской правды», базового государственного СМИ области, уйти в отставку, несмотря на прямое требование губернатора Александра Козлова. Однако к концу дня, по словам господина Жукова, областные чиновники «додавили» его «угрожающими намеками» и он согласился на мирную отставку. Скандал с отставкой Вячеслава Жукова разгорелся, когда курирующий аппарат вице-губернатор Игорь Гармаш предложил уйти в отставку «по собственному желанию» ему и еще двум руководителям государственных СМИ - газеты «Орловская губерния» Александру Алояну и директору Орловского издательского дома Дмитрию Прокопенко. «Цепочка была такая: руководитель пресс-службы Марина Ивашина направила губернатору Александру Козлову докладную записку, в которой обвиняла нас в непрофессионализме и предлагала нас уволить. Козлов с этим согласился и направил документ своему заму для решения вопроса», - рассказал господин Жуков. Все руководители СМИ согласились покинуть свои должности. Но затем редактор «Орловской правды» неожиданно от этой идеи отказался. «Ко мне приходили сотрудники газеты, просили не уходить, буквально плакали. И я решил остаться, о чем и оповестил своего непосредственного начальника Дмитрия Прокопенко», - рассказал господин Жуков. По словам местных журналистов, сотрудники «Орловской правды» были готовы на крайние меры. «Они всерьез рассматривали вариант с выходом на митинг протеста у обладминистрации. Было понятно, что журналистов готовы поддержать несколько десятков коллег из большинства городских изданий и даже из «районок», плюс блогеры и активные представители интернет-сообщества. Но импульс должен был исходить от Жукова и коллектива - глупо защищать людей, которые уходят по собственной воле», - рассказал главный редактор регионального еженедельника «Красная строка» Юрий Лебедкин. Однако уже во второй половине дня накал страстей начал спадать. «Весь день ко мне приходили целые делегации из разных структур областной администрации, поступали звонки. Общий тон был такой: «Давай разойдемся по-хорошему, например по соглашению сторон. Не хочется тебе устраивать проблемы». А я человек адекватный, не хочу, чтобы у меня в машине, например, нашли неизвестно откуда взявшийся белый порошок. Поэтому я согласился на полюбовное расставание», - рассказал Вячеслав Жуков.

ИЮНЬ, 4
СМИ Кузбасса
В Новокузнецке (Кемеровская область) состоялось заседание Новокузнецкого городского Совета народных депутатов, на котором рассматривался вопрос о смене городского руководства. Заседание проходило целиком под диктовку областных чиновников. Журналистов, аккредитованных городской и областной пресс-службами, удалили из зала, отправили «смотреть кино» - телетрансляцию в один из кабинетов администрации. Никто из тех, кто потенциально мог задать «неудобный» вопрос, к микрофону допущен не был.

ИЮНЬ, 4
Сайт 7info
«МедиаРязань»
Сайт RZN.info
В Рязани 1 июня прошел «Добрый форум» - первая неформальная конференция для обмена опытом волонтеров. Региональные интернет-СМИ опубликовали материалы о мероприятии, но 3 июня вдруг удалили. Так поступили информагентства 7info и «МедиаРязань», а сайт RZN.info отделался малой кровью - купюрами. Были удалены упоминания об организаторах. Когда дело касается политики, обычно нежелательные материалы так синхронно удаляются по звонку из областного министерства печати. Так, можно предположить, произошло и в этот раз. Чем же властям не угодили заботящиеся о животных, помогающие сиротам, защищающие окружающую среду люди? О нечестных выборах они не говорили, в коррупции министров и депутатов не обвиняли, просто собрались поучиться друг у друга и рассказать о своих конкретных делах.

ИЮНЬ, 4
Ирина Лукьяшко
В Сочи (Краснодарский край) избили и ограбили журналистку ЮГА.Ру Ирину Лукьяшко. Около 21:00 девушка шла по улице Трунова. Проходя мимо компании подростков, она почувствовала резкий толчок в спину. «Потерпевшая упала на асфальт, но успела заметить свою обидчицу – девушку из той самой компании, которая пыталась выхватить сумку», – рассказали в пресс-службе УВД Сочи. Ирина попыталась оказать сопротивление, но напавшая девушка вырвала сумку у нее из рук. «Несмотря на то, что все происходило вечером около многоквартирного дома, где многие окна были открыты, а за всем происходящим наблюдали жильцы, никто не пришел на помощь пострадавшей. Прохожие, которые также оказались в это время на месте происшествия, тоже оказались безучастны», – отметили в УВД. Прибывшие на место происшествия полицейские опросили потерпевшую и выяснили приметы злоумышленницы. Представители полиции отмечают, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий полицейскими были задержаны несколько девушек, попадавших под описание. Правоохранители установили, что одна из них и есть нападавшая. «Выяснилось, что задержанная, 16-летняя жительница Сочи, уже попадала в поле зрения сотрудников полиции», – добавили в УВД. В отношении задержанной проводится проверка, по результатам которой будет рассмотрен вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 161 УК РФ («Грабеж»).

ИЮНЬ, 4
Газета «Курские известия»
НТВ
В июле прошлого года «Курские известия» опубликовали статью «За себя и за соседа?», в которой жители дома № 18 по улице Студенческой выразили своё возмущение завышенными, на их взгляд, суммами за электроэнергию. Критические замечания пришлись не по вкусу руководителям управляющей компании, и они обратились в суд с иском о защите деловой репутации. Моральный вред компания оценила в 100 тысяч рублей. Судебные разбирательства длились почти год. То управляющая компания уточняла исковые требования (никак не могла определиться, какие высказывания их больше обидели), то заявляла ходатайства, то представители не являлись на заседания. У нас сложилось мнение, что они специально затягивали процесс. Дошло до того, что представитель компании заявила, что, якобы, газетная статья побудила жителей дома отказаться от услуг «Нашего Дома». Пришлось доказывать, что владельцы квартир задолго до публикации приняли решение сменить управляющую компанию и образовать своё ТСЖ. Наконец суд оставил иск управляющей компании без удовлетворения. Кроме того, на днях УК «Наш Дом» заинтересовался один из федеральных телевизионных каналов. В офис компании приехала съёмочная группа телекомпании НТВ. Как рассказал очевидец, узнав, что в гости пожаловали журналисты, руководители компании затаились в кабинетах, а начальник одного из отделов УК пытался выхватить камеру у оператора, закрывал объектив руками и кричал: «Прекратите снимать!». Секретарша грозилась вызвать полицию, на что телевизионщики ответили: «Вызывайте, пусть запротоколируют, как вы себя ведёте». Затем откуда-то появились частные охранники. Нужно отдать должное, они ни во что не вмешивались, а только наблюдали за скандалом со стороны.

ИЮНЬ, 4
Любовь Алексеева
В Ельцовском районе (Алтайский край) разгорелся конфликт между главой администрации и редколлегией местной газеты. 30 мая глава районной администрации Александр Косарев издал распоряжение об увольнении редактора газеты «Заря Востока» Любови Алексеевой, которая много лет возглавляла редакцию. После увольнения редактора заявление об уходе написали еще двое сотрудников редакции. В знак протеста корреспонденты решили не выпускать газету, в свежем номере будут только программа и объявления. «Мне причину так и не сказали. На мой вопрос: за что? ответили: за однобокую политику. С каких пор за это увольняют? Выговор, предупреждение… но тут вызвал просто и распоряжение сунул», - рассказала Алексеева. Редактор уходить с поста отказалась, а местные власти, по ее словам, начали искать ей замену. «Летом у нас состоятся выборы и в связи с этим в газете начали выходить разные материалы. Она приняла сторону другого возможного кандидата на этот пост Алексея Мартынова. Он бывший глава, был осужден за махинации при постановке памятников ветеранам Великой Отечественной войны. И вот в номере, посвященном 9 мая, выходит материал об акции «Бессмертный полк» и статья хвалебная об этом товарище. На администрацию обрушился шквал возмущенных звонков от жителей. Редактор вообще в газете систематически искажает факты в пользу этого человека. Я ее пригласил, вспомнил наши разговоры и сказал, что я принимаю ее предложение об увольнении, а она мне ответила, что уходить передумала. И тогда я издал распоряжение о ее увольнении», - рассказал глава администрации Ельцовского района Александр Косарев.

ИЮНЬ, 4
Интернет-газета «Правда УрФО»
ОАО «Группа Е4» подало кассационную жалобу на отказ во взыскании с интернет-газеты «Правда УрФО» убытков в виде неполученных доходов в размере 10 миллионов рублей. 1 апреля суд подтвердил законность решения Арбитражного суда Свердловской области, который 12 декабря 2012 года частично удовлетворил иск ОАО «Группа Е4». Тогда суд удовлетворил требование истца по четырем из 19-ти пунктов, признав недействительными и не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию ряд статей ответчика. В то же время суд отказал в требовании о взыскании убытков. Истец полагает, что в спорных статьях указывается на нарушения им трудового законодательства, реализацию схем вывода денежных средств, что порочит его деловую репутацию и формирует негативное общественное отношение к его хозяйственной деятельности, сообщает РАПСИ. Суд пришел к выводу, что оспариваемые фразы не несут информации о фактах, а содержат оценочные суждения, являются субъективным мнением. Кроме того, истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт утраты доверия к его репутации вследствие публикаций ответчика.

ИЮНЬ, 5
Игорь Грищенко
В Якутске дело экс-главреда «МК» в Якутии» Игоря Грищенко дошло до суда. Два года назад журналист был задержан – якобы, за вымогательство. Ему инкриминировали попытку получить 240 тысяч рублей от пресс-секретаря Верховного суда Якутии за отказ от публикации критических статей о деятельности местных судей. На пресс-конференции, состоявшейся после задержания подозреваемого, зампред Верховного суда Якутии Петр Пронин рассказал, что после публикации в газете «МК в Якутии» материалов о председателе суда Людмиле Горевой пресс-служба ВС вышла на Грищенко с предложением опубликовать ответ. Редактор «МК» ответил, что газета может заключить договор об информационном сотрудничестве с Верховным судом на сумму в 240 тысяч рублей. Судейские от договора отказались, в дело вступили некие спецслужбы, которые, как сообщал «Московский комсомолец» еще 8 июля 2011 года, начали «разрабатывать журналиста». Какие именно спецслужбы и по поводу чего Грищенко попал «в разработку», не уточнялось. А вечером 5 июля 2011 года состоялась встреча И. Грищенко с неким посредником, который передал ему упомянутую сумму, после чего журналист был задержан сотрудниками правоохранительных органов. Возбудили, уголовное дело, Грищенко поместили под домашний арест (см. монитор за июль 2011 года), и вот 5 июня 2013 года появилось сообщение, что сотрудники отдела по расследованию особо важных дел СУ СК Якутии завершили расследование уголовного дела в отношении бывшего главного редактора газеты «МК» в Якутии». И теперь суд будет разбираться, вымогал ли журналист деньги, или его подставили. Как бы то ни было, но мы вновь стали свидетелями того, к чему ведут игры вокруг договоров с властями «на информационные услуги» - журналист рискует в любой момент стать «вымогателем», «мошенником» или другим фигурантом уголовного дела.

ИЮНЬ, 5
Ксения Собчак
Оргкомитет Петербургского экономического форума отказал в аккредитации известной активистке оппозиционного движения Ксении Собчак. Как сообщает сама Собчак в своем твиттере, аккредитоваться на ПЭФ она хотела как журналистка телеканала «Дождь». «Мне отказали в аккредитации(!) как журналисту «Дождя» на Питерском форуме. Официальная формулировка – «по решению оргкомитета». Причем отказали единственной из всех(!) журналистов! Это нормально вообще? Что это за «решение оргкомитета»???»- пишет в своем микроблоге Собчак. Напомним, в этом году Петербургский экономический форум пройдет с 20 по 22 июня. На мероприятии ожидается около 5 тыс. участников. В том числе и известные люди из других стран.

ИЮНЬ, 5
Евгений Киселев
Российский журналист, известный на Украине своими остросюжетными, политическими ток-шоу, Евгений Киселев, попросил президента Виктора Януковича посодействовать в оформлении украинского гражданства. С такой просьбой Киселев обратился к президенту во время его встречи с представителями украинских СМИ. Ранее известный в России журналист подвергся политическому преследованию у себя на Родине. В 2002 году, во время «реорганизации» телекомпании НТВ, после того как собственник медиа-холдинга Владимир Гусинский бежал в Испанию, Киселев был смещен со всех должностей и лишен права вести известную в то время телепередачу «Итоги». С июня 2002 года занимал пост главного редактора телеканала ТВС, вещание которого было прекращено с 22 июня 2003 года.

ИЮНЬ, 6
Все СМИ
Рассмотрение в закрытом режиме «болотного дела», процесс идет в помещении Мосгорсуда, но слушается Замоскворецким районным судом ввиду нехватки у последнего помещений. На скамье подсудимых находятся 12 человек. Большинство подсудимых обвиняется в участии в массовых беспорядках и нападении на полицейских 6 мая 2012 года. Десять обвиняемых были доставлены под стражей, их поместили в зале в крошечные стеклянные отсеки площадью по два квадратных метра, по пять человек, сообщила в Твиттере одна из обвиняемых, Мария Баронова. Она старается сообщать подробности заседания, поскольку прессу на него не пускают.

ИЮНЬ, 6
Газета «Вечорка»
В Забайкальском крае неизвестные изымают из продажи спецвыпуск газеты «Вечорка», в котором на четырёх отдельных полосах напечатаны биографии чиновников, появившихся в краевом правительстве после назначения Константина Ильковского врио губернатора Забайкалья. Об этом ИА Чита.Ру 6 июня сообщил редактор «Вечорки» Владимир Кантемир: «К нам стали поступать звонки из Забайкальска и Краснокаменска о том, что неизвестные мужчины, представляясь чиновниками или сотрудниками редакции, изымали номер из продажи. В некоторых случаях они говорили, что в газете содержится фактологическая ошибка. В нескольких случаях эти люди заплатили за газету, в нескольких - просто забрали её. Нам также известно об одном подобном факте в Чите - здесь людям продали газету без дополнительных полос. Это средневековье и мракобесие. Если я узнаю, кто это сделал, то набью морду или подам в суд. Таким образом, нарушаются мои права как журналиста и как предпринимателя», - сказал Кантемир. По его словам, цветные вкладки в номер были напечатаны не только в связи с трёхлетием газеты, но и потому, что люди в районах не знают новое руководство края: «Мы часто бываем в районах и видим, что люди не знают, кто стоит у власти. Они по-прежнему передают привет Равилю Гениатулину и чиновникам из его команды». Кантемир также отметил, что в дополнительных полосах содержится биография чиновников и краткая характеристика: «Про руководителя секретариата администрации Кузнецова говорится, что в середине 2000-х он возглавлял организацию по защите олигарха Михаила Ходорковского, но это не помешало ему сделать карьеру в единороссовском заксобрании. Министр культуры Виктор Колосов назван теневым руководителем, так как вместо него везде мелькает экс-министр Галина Сыроватка, что подтвердилось на прошедшем кинофестивале. Геннадий Чупин охарактеризован как человек, который не тонет при любой власти, несмотря на то, что подписывает письма в защиту боксёра, обвиняемого в тяжких преступлениях». Ранее тираж газеты дважды скупали неизвестные в Чите. По мнению редакции, это было связано с публикациями о руководителе ОАО «РУС» Александре Филониче и о главе кредитно-потребительского кооператива граждан «Русский Америко-Евро Финанс» Алексее Матвееве.

ИЮНЬ, 6
Ростислав Бардокин:
В Новокузнецке (Кемеровская область) неизвестные подожгли дверь квартиры Ростислава Бардокина. Преступники вылили на дверь квартиры главного редактора Новокузнецкого интернет-телевидения не менее 5 литров бензина. В результате пожара с отравлением продуктами горения в больницу доставлены жена и грудной ребенок журналиста. По словам врачей, угрозы их жизни и здоровью на данный момент нет. В последнее время Бардокин продолжал расследование дел бывшего мэра города Сергея Мартина и его команды. В частности, у журналиста был открытый конфликт с двумя бывшими организациями, подвластными Мартину, Новокузнецкой энергетической компанией и Новокузнецкой управляющей компанией. Скорее всего, покушение на жизнь журналиста и членов его семьи связано именно с этими делами. Р. Бардокин рассказал: «В 3.15 минут ночи меня разбудила жена – квартира была заполнена дымом. Сначала решили, что загорелась проводка, дом построен в 1953 году. Открыли форточки, но дыма становилось все больше и больше. Жену с 3-месячным сыном отправил на балкон. Я заподозрил, что что-то горит в подъезде. Притрагиваюсь к входной двери, она горячая, открываю ее – горит пол на площадке, сама дверь, коврик. И сильный запах бензина. Быстро затушил, вызвал «скорую», потому что ребенок начал задыхаться. Потом позвонил в полицию. Бензина налили изрядно – поджигали с площадки ниже, и всё залито. Вонь в подъезде страшная. Приехала «скорая», забрала жену и ребенка. С ними сейчас всё в порядке. В принципе, повезло. Судя по всему, поджигали смесь бензина с соляркой, бензин выгорел, а солярка нет. Помогла и старая советская железная дверь без пластика, поэтому обошлось без отравления продуктами горения. Правоохранительные органы ищут поджигателя. То, что это не банальное хулиганство, уверен на 100 процентов. Тут может быть от политики до мести за какой-то сюжет на НК-ТВ, тем более, что мы их сняли изрядно. Свои версии оставлю при себе. Не понимаю только одного – хотите разбираться, разбирайтесь со мной лично. Причем здесь жена и ребенок?». Губернатор Кемеровской области Тулеев, который лично знаком с Бародкиным, взял расследование инцидента под свой личный контроль. В Новокузнецке по данному делу пройдет совещание сотрудников ГУВД и городского Следственного комитета, на котором будут рассматриваться планы совместных розыскных и оперативных мероприятий с целью скорейшего раскрытия этого дела.

ИЮНЬ, 6
Все СМИ
Общественная молодежная палата Москвы разработала законопроект по патриотическому воспитанию граждан. Как пишут «Известия», в документе предусмотрена ответственность главных редакторов СМИ за размещение материалов, направленных на подрыв авторитета государственности. «Мы предлагали уголовную, но сейчас больше склоняемся к административной ответственности за фальсификацию истории в материалах СМИ», - пояснил автор законопроекта Станислав Неверов. Сейчас рабочая группа решает, кто и по каким критериям будет определять достоверность излагаемых исторических фактов. При этом Неверов отметил, что необходимо организовать процесс контроля так, чтобы не получилась цензура. Кроме того, законопроект предлагает проводить в школах раз в неделю уроки памяти и мужества, открывать волонтерские центры, осуществляющие шефство над ветеранами, создавать детские отряды поисковиков, которые будут ездить на раскопки мест военных действий, а также ввести для учеников обязательный экзамен по истории России после 9-го и 11-го классов. По словам Неверова, документ сейчас дорабатывается и должен быть внесен на рассмотрение в Госдуму в конце 2013 года.

ИЮНЬ, 6
Татьяна Павлова
В ФЗГ поступила информация, что гражданскую активистку Татьяну Павлову Наро-Фоминский городской суд (Московская область) обязал выплатить компенсацию морального вреда за публикацию коррупционных расследований на странице социальной сети «Вконтакте». В конце декабря во время борьбы за Селятинский лес Татьяна опубликовала фотографию племянницы главы г.п. Калининец К. Рубайло со ссылками на журналистские расследования местной газеты. Из публикаций следовало, что калининским главой М. Трубкиным неоднократно были переведены бюджетные средства на счета фирмы его племянницы. 5 июня состоялось судебное заседание, на котором было рассмотрено дело в отсутствии представителя активистки. В результате, несмотря на то, что Татьяна всего лишь ссылалась на официальные публикации в СМИ, ей присудили выплатить штраф в размере 30 000 рублей.

ИЮНЬ, 6
«Известия»
Тверской районный суд города Москвы отказал депутату Госдумы Александру Тарнавскому в удовлетворении иска к газете «Известия» о защите чести, достоинства и деловой репутации. Об этом сообщается на сайте суда. Причины отказа в удовлетворении иска не объясняются ни на сайте суда, ни в пресс-релизе «Известий». Справорос Александр Тарнавский подал в суд на газету «Известия» в октябре 2012 года после публикации статьи «Никита Кричевский: «Справедливая Россия» перестанет существовать». В интервью «Известиям» экономист Никита Кричевский заявил, что «Справедливая Россия» продала мандат Геннадия Гудкова Александру Тарнавскому. «В основе принятия решения СР о выдвижении Тарнавского лежал материальный вопрос, так как дела партии в финансовом плане плохи», - заявил Кричевский. Александр Тарнавский подал иск к «Известиям» и Никите Кричевскому, требуя опровержения этих слов в газете. Он также потребовал компенсации в 2 миллиона рублей, заявив, что из-за публикации ложной информации все еще «испытывает серьезные нравственные и физические страдания» (см. монитор за октябрь 2012 года). Главный редактор «Известий» Александр Потапов в ответ заявил, что газета просто предоставила площадку для публикации мнения другого лица, и что он не помнит, когда бы иски к СМИ подавали за интервью.

ИЮНЬ, 7
Лариса Юдина
15 лет назад в Элисте убили Ларису Юдину, главного редактора газеты «Советская Калмыкия». А до этого единственное в Калмыкии независимое издание пытались уничтожить разными способами. На редакцию совершались налеты, ее выселяли из помещения, газету отказывались печатать и распространять. Редактора незаконно «снимали с должности», Л. Юдиной поступали угрозы, на нее совершались вооруженные нападения, ее квартиру пытались поджечь. Все эти действия мало что изменили, газета продолжала оппонировать власти. Тогда Л. Юдину убили. Убийц довольно быстро нашли и – что в России до сих пор редкость – дело дошло до суда и приговора, двоих исполнителей надолго посадили. И даже не выпустили, хотя такие попытки предпринимались. А других соучастников преступления не нашли. И, похоже, не особо старались найти. В годовщину гибели Ларисы Алексеевны в Элисте состоялась акция, посвященная ее памяти. Фонд защиты гласности направил организаторам телеграмму, в которой говорится: «Всем, кто соберется в этот скорбный и памятный день, передаем наш привет, дружеские чувства и наше соучастие в общем горе. 15 лет назад всем известные, но так и не осужденные подонки, приказали другим подонкам, осужденным, изъять из жизни республики имя Ларисы Юдиной. Не вышло. Они хотели убить с ней вместе газету и даже память о газете. Не вышло. Они – те, которые сидят – уже хотят на свободу, они – те, которые так и не сели – до сих пор дрожат перед собственной памятью, потому, что есть газета Юдиной, будет улица Юдиной, и на 15-летие ее гибели собрались друзья Юдиной. Долгой вам жизни, друзья, и долгой нам памяти об этом замечательном человеке». На акции выступил лидер партии «ЯБЛОКО» Сергей Митрохин, который заявил, что партия «с 1998 года добивается честного расследования обстоятельств жестокого убийства Юдиной». С. Митрохин подчеркнул, что «Юдина была бесстрашным журналистом и человеком, которая практически в одиночку противостояла административной машине, во главе которой стоял Илюмжинов». Были зачитаны телеграммы с соболезнованиями от редакции «Новой газеты» и президента ФЗГ Алексея Симонова. В конце митинга его участники приняли резолюцию с требованием возобновить расследование уголовного дела об убийстве Ларисы Юдиной и установить главного заказчика. В тот же день, 7 июня, Элистинское городское Собрание приняло решение присвоить имя Л. А. Юдиной одной из новых улиц города.

ИЮНЬ, 7
Андрей Мельников
Ольга Скабеева
В Ставрополе съемочная группа «Вестей недели» ГТРК «Ставрополье» - корреспондент Ольга Скабеева и оператор Андрей Мельников - работали над материалом о досрочной сдаче ЕГЭ группой учащихся с медицинскими справками. Утром они приехали в детскую городскую больницу имени Филиппского, предъявили охранникам свои удостоверения и были допущены в здание. Когда журналисты прошли в корпус, главврач Вячеслав Кашников дал команду охранникам задержать съемочную группу. У журналистов отобрали документы и мобильный телефон, который позже был найден в ведре с водой. Была вызвана полиция. Журналистов незаконно удерживали более полутора часов, пока к больнице не приехали представители Ленинской прокуратуры и краевого МВД. Однако и правоохранители не были допущены в медучреждение по указанию главного врача Вячеслава Кашникова. Пропустили их только после того, как сотрудники прокуратуры вызвали группу немедленного реагирования полиции. В связи с этим в отношении Вячеслава Кашникова возбуждено дело об административном правонарушении по статье «Невыполнение законных требований прокурора». Аналогичные дела возбуждены в отношении троих охранников ООО ОП «ВИП Гранд», которые не пропускали в больницу. Прокуратурой района внесено представление главе администрации Ставрополя об устранении нарушений закона, в котором поставлен вопрос об увольнении главного врача этой больницы. Рассмотрение актов прокурорского реагирования находится на особом контроле в прокуратуре района. Напоминаем, что накануне получила огласку история выпускников-«стобальников», сдававших ЕГЭ досрочно якобы по медицинским показаниям. Всем им выдала справки заведующая неврологическим отделением детской городской клинической больницы имени Филиппского Ольга Глушенкова. У всех родители занимают высокие посты на Ставрополье. В их числе - замглавы краевого УФМС, экс-замглавы мэра Ставрополя, депутат городской думы, высокопоставленные врачи и адвокаты. После того, как главный врач не предоставил прокуратуре в установленные сроки требуемые документы - медицинские карты семи выпускников, и была организована проверка.

ИЮНЬ, 7
Газета «За Навального!»
В Краснодаре полицейские конфисковали 30-тысячный тираж газеты «За Навального!», усмотрев в ее публикациях дискредитацию первых лиц государства. Как сообщают Юга.Ру, сотрудники ДПС остановили машину местной активистки Народного альянса Ольги Плакутиной (Сотниченко), когда она везла отпечатанный тираж из типографии «Печатный двор Кубани». Между тем, как замечает местный житель, эта типография контролируется краевой администрацией и обращаться туда с подобным заказом было непредусмотрительным. Полицейские досмотрели машину, причем фото- и видеосъемку они не производили. Как говорится в протоколе, при досмотре «была обнаружена печатная продукция в количестве 62 пачек, в тексте которой были высказывания в адрес первых лиц РФ, направленные на их дискредитацию». Плакутина была задержана, а весь тираж издания полицейские конфисковали без оформления протокола изъятия. Переносить пачки газет из машины в ОП Центрального округа Краснодара помогали казаки. Примерно через три часа активистку отпустили с протоколом по статье 12.12 КоАП («Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика»). Возвращать газеты ей отказались без объяснения причин. «Сказали только, что экстремизм - и все», - заметила изданию лидер регионального отделения Народного альянса Анастасия Титова. Активисты заявили, что намерены обжаловать изъятие газеты.

ИЮНЬ, 7
Александра Богатырь
По заявлению прокуратуры Турочакского района (Республика Алтай) суд признал незаконным увольнение главного редактора районной газеты «Истоки». Прокуратура Турочакского района в судебном порядке восстановила трудовые права незаконно уволенной с должности главного редактора газеты «Истоки» Александры Богатырь. Этому предшествовала длительная работа, проведенная по обращению бывшего руководителя газеты. Так, 7 февраля 2013 года по исковому заявлению прокурора района суд обязал администрацию МО «Турочакский район» восстановить Богатырь в должности, поскольку она была уволена с нарушением трудового законодательства. С администрации района взыскан средний заработок Богатырь за время вынужденного прогула и компенсация морального вреда. В части восстановления на работе решение суда подлежало немедленному исполнению. Однако в этот же день, восстановив Богатырь в должности, администрацией района принято распоряжение, согласно которому рабочее время главного редактора газеты с 7 февраля по 12 апреля с.г. объявлено простоем, вызванным причинами организационного характера по вине работодателя (см. монитор за февраль, март 2013 года). Вторым распоряжением с 12 апреля должность главного редактора газеты «Истоки» подлежала сокращению. Проверив законность принятых решений, прокуратура Турочакского района выявила нарушения требований Трудового кодекса РФ и Закона РФ «О СМИ». В целях устранения допущенных нарушений прокурор Турочакского района принес протесты на незаконные распоряжения администрации МО «Турочакский район». Однако требования прокурора удовлетворены не были. В связи с этим в Турочакский районный суд было направлено заявление о признании решений главы МО «Турочакский район» по объявлению рабочего времени главного редактора районной газеты «Истоки» простоем и о сокращении должности главного редактора незаконными и об отмене таких решений. Также прокурор потребовал аннулировать запись в трудовой книжке Александры Богатырь о ее увольнении. Рассмотрев заявление прокурора, суд удовлетворил его требования в полном объеме. После вступления решения суда в законную силу прокуратура Турочакского района проконтролирует его исполнение.

ИЮНЬ, 8
Евгений Титов
На собкора «Новой газеты» во время съемки в Сочи (Краснодарский край) напали двое неизвестных. Разбита видеокамера. Собственный корреспондент «Новой газеты» по Южному Федеральному округу Евгений Титов утром поехал снимать видеосюжет о станции переливания крови, которую, судя по документам, уже введена в эксплуатацию, но на деле объект представляет собой заасфальтированный пустырь с двумя фонарными столбами. Текст об этой станции, входящей, между прочим, в программу строительства олимпийских объектов, уже публиковался в «Новой газете», и тогда вызвал множество вопросов к подрядчикам, которые должны были построить объект. Во время субботней съемки к Титову подошли двое неизвестных в строительных спецовках и заявили «претензию»: якобы Титов как журналист неправильно освещает ситуацию со строительством объекта. Один из них представился прорабом, но отказался давать интервью на камеру. Второй никак не представился, но буквально кинулся на корреспондента с кулаками. Разбив видеокамеру и повредив штатив, неизвестные ретировались, а Титов вызвал полицию. Сотрудники правоохранительных органов составили протокол о проникновении на закрытую территорию и взяли письменные объяснения с Евгения Титова. Камера потеряла часть объектива, но работает.

ИЮНЬ, 8
ОТР
Ведущий передачи «Социальная сеть» на Общественном телевидении России Владислав Сорокин заявил о снятии программы с эфира и ее возможном закрытии из-за сюжета о разводе Владимира и Людмилы Путиных. Об этом журналист сообщил на своей странице в Фейсбуке. Сюжет был посвящен фотографиям, которые Владимир Путин теперь мог бы разместить на сайте знакомств. Он включал в себя фотографии, опубликованные ранее в подборке сайта Mashable.Com. Сорокин также написал, что на его программу ранее уже поступали жалобы от представителей власти. После одного из выпусков, посвященных выборам мэра Москвы, руководству Общественного телевидения звонил один из вице-мэров Москвы и высказывал свое недовольство. При этом тот сюжет Сорокин назвал «живым», «безобидным» и «прособянинским». Телеведущий заявил, что вместе со своей коллегой Екатериной Ворониной он намерен покинуть Общественное телевидение до 30 июня. Гендиректор телеканала Анатолий Лысенко прокомментировал инцидент. Он заявил РИА «Новости», что программу «Социальная сеть» на Общественном телевидении никто не закрывал, а выпуск в пятницу не вышел в эфир по техническим причинам. «Это все вранье, ничего не закрывали. Пусть ребята не делают из себя героев и не врут», - сказал Лысенко. Общественное телевидение начало работу 19 мая 2013 года. Телеканал задумывался как альтернатива федеральному телевидению, причем упор руководство ОТР делает на регионы. До сентября канал вещает в тестовом режиме и пока определяется с форматом. Из бюджета на развитие нового СМИ уже выделили 1,5 миллиарда рублей. На сайте ОТР говорится, что "Социальная сеть" - передача о политической и общественной жизни для молодежи, рассчитанная на аудиторию от 20 до 30 лет.

ИЮНЬ, 10
Сергей Резник
Следственный комитет подал в Ленинский районный суд Ростова-на-Дону заявление с просьбой ограничить срок ознакомления с делом Сергея Резника, которому предъявлено обвинения сразу по трём статьям УК РФ. Следователи посчитали, что ему достаточно одного дня, чтобы дочитать все тома уголовного дела, однако суд оказался гуманнее и дал журналисту на это целых три дня. Все три совершенно разных дела следственный комитет объединил в одно производство, так что судебный процесс обещает быть долгим. Напомним, что в отношении корреспондент газеты «Южный Федеральный» Сергея Резника возбуждены уголовные дела по статьям ч.3 ст. 306 («Заведомо ложный донос»), п. б ч.2 ст.204 («Коммерческий подкуп») и ст. 319 УК РФ («Публичное оскорбление представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей») – см. монитор за апрель 2013 года. Резник дважды подавал заявления в правоохранительные органы по поводу угроз, которые поступали ему по мобильному телефону. Но Управление СК РФ по Ростовской области возбудило уголовное дело в отношении него самого. В обвинительном заключении написано, что Сергей Резник якобы «с целью привлечения к себе внимания общественности и журналистов» и «поднятия профессионального рейтинга» сам нанял двух своих знакомых, чтобы они звонили ему с угрозами. Всё обвинение, как заявил корреспонденту ФЗГ С. Резник, построено только на показаниях этих самых «знакомых» - людей, с которыми на самом деле у журналиста был серьезный конфликт. Через некоторое время журналист был задержан сотрудниками полиции после того, как он передал 2 000 рублей специалисту станции техобслуживания за выданную ему карту о соответствии его автомобиля требованиям безопасности и возможности его эксплуатации. Это и был «коммерческий подкуп». Оскорблением представителя власти следователи сочли высказывания С. Резника о председателе Ростовского арбитражного суда Соловьевой. Эксперты Южного регионального центра судебной экспертизы министерства юстиции РФ пришли к выводу, что высказывания автора в статьях «Шабаш нечисти в Ростове» и в других его публикациях носят оскорбительный характер и «нарушают коммуникативно-этические нормы публичного речевого поведения».

ИЮНЬ, 10
Газета «Зейский вестник»
Редакция газеты «Зейский вестник» (Амурская область) получила иск от областного управления министерства юстиции с требованием ликвидировать автономную некоммерческую организацию «Издательский дом «Зейский вестник». Журналисты считают это продолжением попыток властей города Зея и Зейского района подчинить газету своему влиянию. Борьба за то, быть ли властям в составе совета учредителей газеты и издательского дома, продолжается в течение уже нескольких лет. «Напомним, что в 2011 году администрации Зеи и Зейского района решили стать учредителями нашего предприятия, то есть, взять нас под полный контроль, – сообщает «Зейский вестник». – И за спиной коллектива «ЗВ» войти в состав совета учредителей им удалось в два счёта». В августе 2011 года в состав учредителей вошли городская и районная администрации. Часть коллектива газеты посчитала это рейдерским захватом и в январе 2012 года объявила голодовку. Ситуацию начала изучать районная прокуратура, а в апреле 2012 года журналисты выиграли суд, согласно решению которого, обе администрации вышли из состава учредителей. Но проблемы у газеты продолжались. Вот как их описывает на страницах «Зейского вестника» исполняющая обязанности главного редактора СМИ Инна Смирнова: «После кассационного решения суда об учредительстве необходимо было внести изменения в регистрирующие органы. И должна была это сделать редактор – Лидия Лебедева, которую в кресло начальника посадили всё те же администрации города и района. Лебедева, не поставив в известность коллектив, отправила себя в длинный отпуск, «забыв» указать дату его окончания (из 387 рабочих дней фактически Лебедева присутствовала на работе 164 дня). Потому-то мы сами стали регистрировать наши документы, в том числе и решения судов. Вот и подошли мы к повороту событий. Минюст в регистрации нам отказывает по причине: «Имеет место возможное наличие противоправного деяния, связанного с захватом имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств организаций». Скорее всего, подразумевается, что захват имущества пытаются осуществить сотрудники редакции «Зейского вестника», многие из которых проработали в нём более 15 лет. В иске управления минюста сказано, что специалисты отреагировали на предложенный организацией в апреле 2013 года пакет документов по изменениям в уставе. По их мнению, в документах содержались недостоверные сведения, кроме того, они не соответствуют требованиям российского законодательства. Поэтому юристы усмотрели здесь «возможное наличие противоправного деяния, связанного с захватом имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств организаций». Далее в иске сказано: «Считаем, что восстановление законности возможно только путём ликвидации юридического лица». На страницах «Зейского вестника» дальнейшую судьбу имущества, предположительно, видят так: «Как всё, оказывается, просто! Как и просто то, что (смею предположить) на базе уничтоженного предприятия можно расположить подобное предприятие». Автор статьи предполагает, что на этом месте может оказаться «NEW Зейский вестник», который начал выходить в мае 2012 года после того, как журналисты «старой» газеты выиграли суд, изменив состав учредителей.

ИЮНЬ, 10
Телекомпания «Орен-ТВ»
Арбитражный суд Оренбургской области рассмотрел иск о защите деловой репутации ООО «Люцета» к телекомпании «Орен-ТВ». Рабочие, которых фирма «Люцета» отправляла на работу в Ирак, обратились к журналистам с просьбой помочь получить заработанные деньги – они утверждали, что фирма с ними не рассчиталась. После выхода в эфире телекомпании соответствующего сюжета «Люцена» подала иск с требованием опровергнуть практически всю информацию, выданную в эфир. Однако суд признал не соответствующими действительности сведения, заключенные лишь в одном предложении: «по их словам, 8 человек остаются без зарплаты».

ИЮНЬ, 10
Телеканал «Рен ТВ Уфа»
В Уфе (Башкирия) прошел митинг в защиту свободы слова, приуроченный к закрытию местного бюро канала Рен ТВ. По словам бывшего главного редактора телеканала «Рен ТВ Уфа» Разифа Абдуллина, «митинг посвящен защите свободы слова», так как телеканал «Рен ТВ Уфа» прекратил свое вещание. Причиной закрытия бюро Абдуллин назвал действия местных властей. Кроме бывших сотрудников бюро «Рен ТВ», участие в мероприятии принимали обманутые дольщики, сторонники одной из политических партий, жители общежитий, правозащитники. Как ранее сообщало ИА REGNUM, с 8 июня прекратил вещание телеканал «Рен ТВ Уфа» в связи с официальным расторжением договора руководства федерального канала Рен ТВ с местным вещателем. Официальной причиной разрыва отношений назван факт прекращения эфирного вещания телеканала в республике в конце мая. Инициатором отключения от эфира стало ОАО «Башинформсвязь», сославшееся на окончание срока лицензии и физический износ передатчика. Сам канал будет по-прежнему в эфире, однако, уже без региональных новостей из Башкирии. Журналисты называют решение политическим. Пресс-секретарь президента Башкирии Артем Валиев считает, что в новостных выпусках канала «не информировали людей, а промывали их мозги в интересах своего собственника».

ИЮНЬ, 11
ИА «Sakh.com»
Пресс-служба Сахалинского УГИБДД 11 июня отказалась предоставить информационному агентству «Sakh.com» сведения о случившихся на территории региона ДТП. Ранее подобная информация бралась журналистами с сайта ведомства. Затем она с сайта исчезла, но из-за того, что она является социально значимой и интересует читателей, «Sakh.com» просил пресс-службу сообщать сведения по телефону либо письменно, что сотрудники пресс-службы пусть и неохотно, но делали. Поскольку начальник УГИБДД Эдуард Ри был в отпуске, главный редактор агентства Ксения Семенова встретилась с его заместителем Юрием Ждановым. Суть ответов полковника Жданова была такова: сведения о ДТП - это «внутренняя информация ГИБДД» и предоставление ее в СМИ не входит в обязанности управления. На вопрос, почему в таком случае они предоставлялись ранее, он уточнил, что был проанализирован и использован опыт коллег из других регионов, которые о ДТП в СМИ сообщают только по запросу. Неизвестно, опыт каких регионов анализировали в Сахалинском УГИБДД, но в соседних регионах, например, во Владивостоке, сайт ведомства по этой теме обновляется регулярно. Жданов предложил «Sakh.com» писать запросы по «конкретным ДТП, которые вас интересуют», и в течение 30 дней ждать ответа. Может быть, получится и раньше. При этом Жданов сказал, что областное управление ГИБДД - более чем открытое ведомство. Однако если новости о ДТП даже трехдневной давности можно считать «протухшими», то кому нужно информация о происшествии, которое случилось месяц назад? «Sakh.com» рассказал об этой встрече читателям и спросил: хотят ли они знать новости о ДТП? Если результат опроса будет положительным, редакция обязуется ежедневно отправлять в УГИБДД запрос информации о происшествиях. Если же нет, она не станет включаться в этот абсурд. Подобная история в практике крупнейшего на Дальнем Востоке интернет-ресурса – не первая. «Sakh.com» регулярно отлучают от информации чиновники всякого уровня. А вот прогосударственные СМИ на затруднения к доступу той же информации не жалуются.

ИЮНЬ, 11
СМИ Карелии
Общество украинской культуры Карелии «Калина» отметило недавно своё 20-летие, и по этому поводу один из республиканских сайтов разместил большую публикацию, предоставив слово руководителям общественной организации, которые рассказали о своей работе. Получилась совершенно рядовая заметка, единственно, что выделялось, так это заголовок, который звучал так: «Хохлы зажигают». Из-за него и разгорелся весь сыр-бор. Двое руководителей украинского общества культуры оскорбились на заголовок, потребовав от редакции извинений. В самой редакции подобная реакция вызвала недоумение, потому что здесь полагали, что сделали как раз хорошее дело, рассказав о том, как в Карелии замечательно работает общество украинской культуры. И в ответ на претензии, по мнению редакции, необоснованные, журналисты публично пересказали всю эту странную полемику на страницах газеты «Московский комсомолец в Карелии», предложив в таком случае заодно обвинить в ксенофобии и великих русских писателей, употреблявших слово «хохол» и «хохлушка» (в русской классической литературе легко отыскать подобные примеры). Однако руководители общества украинской культуры настаивали на том, что использование слова «хохлы» есть признак ксенофобии, и это, по их мнению, создаёт дисбаланс в межнациональных отношениях в Карелии, и более того, оно (слово) унижает всех украинцев. В результате спор перетёк в управление Роскомнадзора, где членам его консультативного совета предложено было ответить на два вопроса: во-первых, имеются ли в статье высказывания уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности или этнической группы, и, во-вторых, есть ли в статье высказывания побудительного характера, содержащие призывы к действиям, которые могут повлечь за собой конфликт на национальной или этнической почве? Из девяти членов консультативного совета только один оценил употребление слова «хохол» в качестве оскорбительного по отношению к украинцам, но все одинаково заявили, что никакого призыва к действиям слово, использованное в статье, не несёт, и конфликта на этнической почве не провоцирует. Однако на всякий случай, видимо, страхуясь, Карельское управление Роскомнадзора направило рекомендации и главному редактору газеты «Московский комсомолец в Карелии», и в КРОО «Общество украинской культуры «Калина» с «разъяснениями современной этнокультурной ситуации в Карелии, точек зрения лингвистической науки на некоторые слова и выражения, использованные в публикации», посоветовав участникам конфликта сохранять толерантность. Немотивированную обидчивость руководителей общественной организации «Калина» на могучий и богатый русский язык следует считать дурным признаком, когда чьи-то индивидуальные особенности психологического восприятия разговорных слов и выражений русского языка превращают в заложников и русский язык и тех, кто говорит на нём.

ИЮНЬ, 11
Портал «Обещания.Ru»
Портал «Обещания.Ru» обратился в Арбитражный Суд города Москвы с иском о признании недействительным предупреждения Роскомнадзора от 17 апреля 2013 года, вынесенного в адрес редакции и учредителя издания за публикацию изображений футболок «СВБД ПСРТ». Предупреждение было мотивировано тем, что новостной материал «Художник из Новосибирска оштрафован за оскорбление религиозных чувств» был проиллюстрирован фотографией футболки с изображением, стилизованным под православную икону. В предупреждении Роскомнадзора указано, что информация такого рода может оскорбить чувства православных верующих. Из этого Роскомнадзор сделал вывод о том, что данная информация может быть воспринята как возбуждение религиозной розни. Статьей 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» к экстремистским материалам отнесены – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности (в т.ч. возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни). В Российской Федерации средствам массовой информации может быть запрещено распространение только тех материалов, которые признаны экстремистскими федеральным судом и включены в Федеральный список экстремистских материалов. Изображение футболки в поддержку Pussy Riot в Федеральный список экстремистских материалов не включалось. «Содержащиеся в оспариваемом предупреждении опасения должностных лиц Роскомнадзора о том, что изображение футболки в поддержку Pussy Riot может быть воспринято как возбуждение религиозной розни, сами по себе не являются достаточным основанием для квалификации данного изображения в качестве экстремистского материала. Информационное сообщение о том, что художник из Новосибирска оштрафован за оскорбление религиозных чувств, было опубликовано целым рядом сетевых СМИ и не содержит каких-либо экстремистских высказываний», – отмечает редакция портала.

ИЮНЬ, 11
Газета «Местная»
В Сочи (Краснодарский край) в офисе независимой газеты «Местная» 7 июня прошел обыск, в ходе которого полицейские изъяли всю оргтехнику издания: системный блок и ноутбук. Владелец газеты Олег Рубежанский в настоящее время находится под подпиской о невыезде, так как его обвиняют по части 2 статьи 146 УК РФ («Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав»). Рубежанский связывает обвинения и обыск с материалами, регулярно публикуемыми «Местной», в которых содержалась критика в адрес сочинского мэра Анатолия Пахомова.

ИЮНЬ, 11
Сайт «МК.ру»
Телеканал «2х2»
За размещение в Интернете видеоролика панк-группы Pussy Riot Роскомнадзор вынес предупреждения электронному изданию «МК.ру». Также предупреждение от ведомства получил телеканал «2х2» за трансляцию мультфильма «Южный парк». «За минувшую неделю с 3 по 7 июня Роскомнадзор вынес предупреждения за нарушение требований закона о массовой информации и Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» редакции и учредителю электронного периодического издания «МК.ру» за размещение в сети Интернет видеоролика панк-группы Pussy Riot, признанного судом экстремистским материалом», - передает «Интерфакс» сообщение Роскомнадзора. В сообщении также говорится, что редакции и учредителю телеканала «2х2» вынесено предупреждение за трансляцию в эфире анимационного фильма «Южный парк», пропагандирующего культ насилия и жестокости.

ИЮНЬ, 12
Газета «Голос Белогорья»
Татьяна Дубинина
Депутат Государственной думы РФ по Белгородской области Юрий Селиванов требует признать публикации газеты «Голос Белогорья» экстремистскими и компенсировать моральные вред в размере одного миллиона рублей. В конце 2012 – начале 2013 года в белгородской газете «Голос Белогорья» появились четыре публикации, в которых критиковались сделки по покупке земли, к которым имел отношение депутат Госдума Юрий Селиванов. В материалах говорилось, в частности, об обманутых белгородских фермерах, которые заключали договоры с компанией Селиванова. Появление этих статей вызвало негодование у депутата. Сначала он обратился в Жюри по информационным спорам Белгородской области и Общественную палату Центрального федерального округа с просьбой дать этическую оценку публикациям. Обе структуры посчитали, что в спорных текстах действительно были нарушены принципы профессиональной этики журналистов. Интересно, что в обоих случаях разбирательства проводились без участия представителей редакции газеты. Однако Юрий Селиванов на этом не успокоился и подал иск о защите чести и достоинства в Свердловских районный суд города Белгорода. Он потребовал признать ряд сведений, опубликованных в журналистских текстах, не только недостоверными и порочащими, но и экстремистскими. В качестве компенсации морального вреда обиженный депутат запросил сначала сто тысяч рублей, но затем увеличил сумму до миллиона. В качестве ответчиков были указаны редакция «Голоса Белогорья», учредитель издания и автор текстов Татьяна Дубинина. Что же задело депутата в публикациях? Судя по исковому заявлению, его возмутили сравнения с «хищником отменным», который «клюет птичек с лёта, не заморачиваясь насчет прав и прочих мелочей», именование «олигархом» и иллюстрация к текстам (на ней нарисован крот со значком депутата Госдумы). Эти же высказывания истец посчитал экстремистскими, потому что они якобы разжигают социальную рознь. Стоит отметить, что многие оспариваемые цитаты либо носят оценочный характер, либо не имеют отношения к истцу. Директор и ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Галина Арапова считает, что иск «составлен юридически неграмотно, и шансы истца выиграть процесс невелики при объективном рассмотрении дела и грамотной защите». «Иск перегружен упоминаниями заслуг депутата, хотя это скорее аргумент в пользу оппонента», - говорит она. – «Истец – публичная фигура и должен быть терпимее к критике в свой адрес, это требование Европейского суда по правам человека». Особенно сомнительным, по словам Галины Араповой, является требование признать публикации в газете экстремистскими – это невозможно в рамках гражданского процесса. Кроме того, по словам юриста, Жюри по информационным спорам Белгородской области нарушило при рассмотрении жалобы собственные нормы деятельности. Представители газеты не были приглашены на рассмотрение жалобы, а сам депутат не имел морального права обращаться после решения жюри в суд (это обязательное условие досудебного урегулирования информационных споров), а Общественная палата, как считает Галина Арапова, вообще вышла за пределы своих полномочий.

ИЮНЬ, 13
Телеканал «Дождь»
Мосгорсуд признал законным отказ в иске фонда «Федерация» к телеканалу «Дождь» о защите чести и достоинства по поводу процитированных негативных комментариев в эфире программы «Здесь и сейчас». Таким образом, суд отклонил апелляционную жалобу представителей фонда. Теперь решение Замоскворецкого суда Москвы, отклонившего этот иск в августе прошлого года, считается вступившим в законную силу. Напомним, фонд обратился в суд из-за негативных комментариев по поводу состоявшегося в конце 2010 года благотворительного вечера, в котором принял участие Владимир Путин. Истец просил признать не соответствующими действительности и порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию фразы: «продавались деньги на мероприятие или не продавались?» и «благотворительность построена на доверии, и то, что фонд «Федерация» подрывает систему доверия, и в этом его разрушительный смысл». Эти комментарии прозвучали в передаче «Здесь и сейчас», вышедшей в эфир 15 марта 2011 года. В качестве соответчиков по иску были привлечены два сотрудника телеканала. Материального возмещения истец не требовал. В конце 2010 года благотворительный фонд «Федерация» провел в Санкт-Петербурге концерт, в котором принял участие и даже спел и сыграл на рояле Владимир Путин. Однако в марте 2011 года мать больной раком девочки Ольга Кузнецова опубликовала открытое письмо, заявив, что не получила обещанных фондом денег. Оказалось, что деньги не поступили и в некоторые больницы, которым обещал помочь фонд. Фонд заявил, что целью концерта был не сбор денег, а намерение привлечь внимание к проблемам больных детей, а также клиник, где они проходят лечение. После скандала деньги на счета больниц все-таки поступили (см. монитор за март, август 2012 года).

ИЮНЬ, 17
СМИ Омской области
Губернатор Омской области Виктор Назаров, назначенный на этот пост год назад, издал указ «О концепции информационной политики Омской области». У местных экспертов, которые удосужились этот документ прочитать (опубликован он в «Омском вестнике») многие его положения вызвали удивление: он кажется странным даже на фоне перемен, начавшихся в регионе с уходом на заслуженный отдых прежнего областного главы. Основные принципы новой информполитики таковы: «равенство интересов всех пользователей информации вне зависимости от их положения в обществе и формы собственности»; «обеспечение прав и свобод граждан на выражение мнения о происходящих в области социально-экономических, общественно-политических процессах и действиях исполнительной власти»; «открытое обсуждение всех социально значимых мероприятий, осуществляемых ее органами»; «изучение общественного мнения населения по всему спектру актуальных для области проблем, учет его при подготовке решений органами исполнительной власти, привлечение общественности и экспертов к процедуре их принятия»; «создание условий для свободного доступа федеральных и зарубежных СМИ к информации о деятельности органов власти» и пр. В эпоху губернатора Леонида Полежаева, длившуюся больше 20 лет, концепция была значительно проще. О ней можно судить по тем указаниям, которые рассылались местным изданиям Главным управлением по печати и телерадиовещанию. Одно из них мы цитировали в дайджесте № 549: «Особенно обращаю ваше внимание на то, что при освещении выездного заседания Правительства Омской области в муниципальный район данная тема не должна превалировать над освещением деятельности Губернатора, Председателя Правительства Омской области Л.К. Полежаева и может освещаться развернуто (на двух-трех полосах районной газеты) через призму деятельности Губернатора, Председателя Правительства Омской области Л.К. Полежаева… В каждом конкретном случае освещения рабочего визита Губернатора, Председателя Правительства Омской области Л.К. Полежаева и выездного заседания Правительства Омской области рекомендуем взаимодействовать с отделом развития районных СМИ Главного управления». В новой концепции слово «губернатор» встречается лишь один раз - после слова «указ». В целом при ее чтении складывается впечатление, что Омская область в последнее время переместилась из азиатской части страны в европейскую, и даже дальше – куда-то туда, где, в частности, губернаторы служат народу, а не наоборот. Но до народа эта концепция вряд ли дойдет: тираж «Омского вестника» - 800 экземпляров, а больше нигде она пока не опубликована, даже на сайте облправительства ее почему-то нет. Вряд ли дойдет этот документ и до слуг народа – в нем не сказано, какому именно ведомству надлежит претворять его в жизнь, в какой срок какое должностное лицо несет ответственность за его исполнение. «Пока нет конкретного поручения – полагает председатель комитета по правам человека Валентин Кузнецов – концепция остается красивым набором слов, сама собой она не исполнится». Год назад, вступая в должность губернатора, Виктор Назаров сказал: «Люди должны понимать, что управляют не ими, а управляют они». Но пока что жители Омской области не берут в свои руки бразды правления. Управленцы же в большинство своем остаются те же, что и при прежнем главе, чья концепция была им понятнее, ближе к телу, что называется, и менять ее на служение всему населению слуги бывшего губернатора не хотят.

ИЮНЬ, 17
Интернет-газета «Век»
Сайт InterRight
В Москве адвокат Юлий Тай был задет публикацией на сайте InterRight, которая называлась «ТАЙны российского арбитража». Общий ее смысл был в том, что Тай является «решальщиком» в арбитражном суде, и через него можно договориться с судьями. В Таганском районном суде представитель адвокатского бюро Тахмина Арабова зачитала несколько особо выразительных пассажей: «Как не отдать долг в 11 млн евро, а потом кинуть банк на 350 млн рублей? В современной России такая афера возможна только с помощью «добрых» судей и Юлия Тaя, широко известного в узких кругах под кличкой «Доцент», «суды придется «зарядить», вам понадобится «решальщик», позвоните и спросите Юлика», «если договоритесь, то Юлик пойдет к Кирюхе Лиcицинy и все с ним порешает, недорого». Иск, поданный Таем к первоисточнику – сайту InterRight, автору статьи Марте Валиевой, главному редактору сайта Евгению Майорову, а также к перепечатавшей текст интернет-газете «Век», изначально был на 10 млн руб. – за репутационные потери. На прошлом заседании представитель адвоката смягчила требования до 4 руб. (с каждого по рублю), но ответчики должны были оплатить судебные расходы – 107 000 руб. Майоров и Валиева в итоге так и не нашлись, газета «Век» вывесила опровержение, и, заявив ходатайства об исключении их из числа ответчиков, Арабова осталась с одним – представителем учредившего InterRight «Райтинг клаба» Павлом Волошиным (заместитель главного редактора «Свободной прессы»). До последнего момента он отрицал какую бы то ни было свою причастность к сайту и публикации. В итоге судья Смолина утвердила мировое соглашение. Текст его был таков: «ООО «Райтинг клаб» признает иск по поводу статьи «ТАЙны российского арбитража» и обязуется в срок до 17 июля 2013 года выплатить компенсацию судебных расходов в размере 50 000 руб.».

ИЮНЬ, 17, 18
«Забмедиа.Ру»
Газета «Экстра»
Съемочная группа «Забмедиа.Ру» при подготовке сюжета о печальной судьбе заброшенных в Чите скульптур российских мастеров, выставленных на мировом симпозиуме в 1987 году, 17 июня столкнулась с хамством и невежеством сотрудников ООО «Парк». Представитель фирмы запретил журналистам снимать скульптуры, погибающие на его территории. По заявлению представителя ООО «Парк», все «умирающие» статуи на его территории были изготовлены не мастерами-скульпторами, а им самим, поэтому он является полноправным хозяином художественных изваяний и вправе сам решать их судьбу. «Свернитесь отсюда. Я не давал разрешения снимать меня и скульптуры», - заявил он. На замечание журналистов о том, что часть заброшенных скульптур принадлежит скульпторам Леониду Кулешу и Александру Авдееву, мужчина ответил: «Ну пусть придут и обнимут свою скульптуру». Напомним, что впервые о заброшенных скульптурах в Чите рассказала журналист телеканала «Альтес» Лариса Комиссарова. На прошлой неделе в своем ЖЖ она вернулась к этой теме. «Мало кто из читинцев знает, что уже 25 лет в парке Победы пропадают безвестно и бесцельно несколько прекрасных работ, выставленных на международном симпозиуме скульпторов, который проходил в Чите в августе 1987 года. Участниками симпозиума тогда были творцы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ташкента. Целый месяц, по условиям конкурса, ваяли они свои работы. Но симпозиум прошел, а о работах его участников просто забыли», - написала Лариса Комиссарова. 18 июня на территорию ООО «Парк» не пустили журналистов издания «Экстра». Сказали: «Частная собственность - не имеете права. У нас вообще есть информация, что вы террористы».

ИЮНЬ, 18
СМИ Челябинской области
Учрежденную на условиях «частно-государственного» (чиновного) партнерства АНО «Объединенная редакция «Губерния» - ликвидируют. Иск об этом в Центральный районный суд подала Челябинская областная прокуратура, присовокупив к нему массу документов. Были исследованы 6 томов разного рода подзаконных актов, постановлений, решений местной власти. «В изученной нами огромной массе материалов найдены многочисленные и грубые нарушения федерального законодательства, в частности статьи 45 ГПК РФ, -комментирует заместитель прокурора Копейского городского округа Денис Полежаев, - не знаем как поступит суд, какое решение, руководствуясь своими внутренними убеждениями, он примет, но мы в любом случае будем настаивать на удовлетворении нашего иска». Решение прокуратуры – несомненное торжество закона. Обращение в эту структуру написали 24 редактора районных и городских газет, не согласившихся с новым порядком предоставления субсидий для их коллективов. Согласно новому порядку, на финансовую помощь налогоплательщиков могли рассчитывать лишь те издания, которые одновременно отвечали пяти критериям. Этим критериям соответствовала только одна организация – АНО «Объединенная редакция «Губерния», в учредителях которой числились областная администрация, и семейство медиа-магнатов Филичкиных. Последние усиленно насаждали цензуру и контролировали по сути все областные СМИ, вынуждая районные газеты за собственный счет доставлять пропагандистскую вкладку газеты «Губерния» читателям. 35 миллионов рублей субсидий, как изначально и заподозрили редакторы районных СМИ, фактически должны были отойти единственному получателю и распорядителю этих средств, этому саму АНО. Тревогу удалось забить еще раньше, до распила этих средств.

ИЮНЬ, 18
Газета «Московский комсомолец»
В Пресненском райсуде Москвы рассмотрено дело по иску лидера ЛДПР Владимира Жириновского к ответчикам «Московскому комсомольцу», журналисту и депутату Госдумы Илье Пономареву, которые, по субъективному мнению истца, его сильно опорочили. А обиделся Владимир Вольфович на статью «Дважды академик» Жириновский мог бы написать «сотни диссертаций», опубликованную в газете 20 февраля 2013 года (см. монитор за апрель 2013 года). Суд расставил все точки над «i» и в иске к «Московскому Комсомольцу» уважаемому истцу отказал. Запросы у Владимира Жириновского: в своих исках он потребовал с ответчиков 3 миллиона рублей. Обиделся Владимир Вольфович не только на статью, но и на свою фотографию, которую он окрестил как «сверхдурацкую». На фото, по его утверждению, он «в сонном состоянии». Суд вынес свой вердикт: в иске Жириновского к редакции газеты «Московский комсомолец» отказать в полном объеме».

ИЮНЬ, 18
Виктория Габышева
Ирина Мартынова
Ректор СВФУ Евгения Михайлова ответила на обвинения в присвоении чужого труда в её докторской диссертации. Журналист газеты «Вести Якутии» Виктория Габышева обвинила ректора СВФУ в плагиате. Ответ Михайловой был опубликован спустя четыре дня на официальном сайте университета в разделе колонка ректора: «В пятницу, 14 июня с.г. в газете «Вести Якутии», имеющей свидетельство о регистрации как печатное издание от 14 мая 2013 г., напечатана статья В. Габышевой «Теория и практика плагиата», где ректор СВФУ обвиняется в присвоении чужого труда. Естественно, за защитой чести и достоинства я обращаюсь в суд. К ответу будут привлечены автор и главный редактор газеты Ирина Мартынова, принимающая окончательное решение по производству и выпуску газеты, которая предусмотрительно написала, что «редакция не несет ответственности за достоверность содержания рекламных материалов».

ИЮНЬ, 18
СМИ Санкт-Петербурга
Журналисты, желающие работать на празднике выпускников школ «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, должны получить аккредитацию. Допуск представителей СМИ на территорию проведения мероприятия будет осуществляться по аккредитационным бейджам, сообщает комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации. При предъявлении аккредитационных бейджей журналисты смогут работать в открытой для выпускников зоне проведения праздника на Дворцовой площади и на специально организованной для журналистов площадке на Дворцовой набережной. Между тем, как заявляют организаторы мероприятия, возможность перехода с одной площадки на другую в ходе проведения праздника не предусмотрена.

ИЮНЬ, 18
«ТВ-Центр»
Компания Gala Records обратилась в арбитражный суд Москвы с иском против телекомпании «ТВ-Центр» о взыскании 1 млн рублей компенсации за незаконное использование в телепрограмме «Про жизнь» видеоролика певицы МакSим. Об этом сообщил начальник юридического отдела истца Роман Лукьянов. 7 февраля 2013 года в программе «Про жизнь» был продемонстрирован фрагмент видеоролика певицы МакSим «Мой рай». Как сообщил Лукьянов, телеканал не получал разрешение на использование видеоролика в программе у компании Gala Records, которой принадлежат права на него. Компания Gala Records сначала пыталась урегулировать спор с телеканалом «ТВ-Центр» во внесудебном прядке, однако это не удалось, в связи с чем и был подан иск в арбитражный суд. Арбитраж зарегистрировал иск 18 июня.

ИЮНЬ, 19
Телеканал «Дождь»
По техническим причинам телеканал «Дождь» был вынужден прекратить вещание около 09:15 по московскому времени. Об этом сообщается на сайте канала. Через несколько часов основательница канала Наталья Синдеева в своем микроблоге написала, что «вещание «Дождя» восстановлено. Причины устанавливаем».

ИЮНЬ, 19
Александр Серебрянников
Владелец мурманского оппозиционного сайта «Блогер51» Александр Серебрянников привлечен по делу о разжигании ненависти и вражды. Как передает информационное агентство FlashNord со ссылкой на источник в региональном СКР, Серебрянникову вменена часть 1 статьи 282 УК, предусматривающая до двух лет колонии. По данным FlashNord, журналист уже был допрошен. Между тем информагентство «Би-порт» - также со ссылкой на источник в силовых структурах - пишет, что Серебрянников находится в статусе свидетеля. «Би-порт» также сообщает о допросе журналиста, отмечая, что он дал подписку о неразглашении. Поводом к возбуждению дела, уточняет агентство, стала одна из публикаций сайта. Официальных комментариев от представителей правоохранительных структур не поступало. С самим Серебрянниковым журналисты связаться также не сумели. Сайт «Блогер51», открытый в 2010 году, быстро стал популярным у жителей Мурманской области. Сам Серебряников в одном из интервью опроверг критическую направленность своего ресурса. «Это не совсем критика - это выражение гражданской позиции. Некое мнение неравнодушных граждан», - заметил он. «Блогер51» в декабре 2011 года первым выпустил репортаж с фотографиями о пожаре на АПЛ «Екатеринбург». О видеозаписи нарушений на выборах, опубликованной на сайте, писала The New York Times.

ИЮНЬ, 21
Газета «Свердловская правда»
Как сообщает пресс-служба КПРФ, несколько нападений произошло в Екатеринбурге. На площади Первой пятилетки и на остановках общественного транспорта неизвестные отобрали у агитаторов плакаты и сумки, в которых находились газеты «Свердловская правда». По факту нападения подано заявление в полицию. Напомним, 8 сентября в Екатеринбурге пройдут выборы мэра и депутатов городской думы. КПРФ перед выборами распространяет газету «Свердловская правда», кроме того, партия изготовила плакаты с портретами известных людей.

ИЮНЬ, 21
Газета «За Навального»
Координатора проекта Алексея Навального РосЯма Федора Езеева задержали и отвезли в Красногорское ОВД (Московская область). Причиной задержания, предположительно, является тираж газеты «За Навального». «Нашего Федю Езеева везут в Красногорское ОВД из-за «запретной газеты». Есть кто-то поблизости?» - пишет Навальный в своем блоге в Twitter. Сам Езеев сообщил, что его задержали на выезде из типографии. «На выезде из типографии остановил ГИБДД, обнаружили тираж, везут в Красногорское ОВД. Причина доставления - неработающая база данных, проверка документов водителя по базе», - пишет он в Twitter. Он также сообщает, что стоимость изъятого тиража составляет 30 тысяч рублей.

ИЮНЬ, 21
Все СМИ
В Чебоксарах полицейские проводят проверку после того, как их коллег и журналистов не пустили в Чувашскую государственную сельскохозяйственную академию (ЧГСХА) на конференцию по выборам нового ректора, сообщил РИА Новости пресс-секретарь МВД республики Олег Ашнин. «По данному факту проводится проверка, сотрудники работают. Обстоятельства выясняются», - сказал собеседник агентства. В 11.00 мск в академии состоялась конференция, на которой избирали нового ректора. Однако журналистов на нее не пустили, охрана заблокировала двери вуза. Не пустили туда и сотрудников полиции, которые приехали на место около 13.00 мск по вызову журналистов. Получить комментарий ректората ЧГСХА на этот счет не удалось, телефоны академии не отвечают. Представители Минсельхоза РФ, в ведении которого находится академия, и Минсельхоза Чувашии также отказались от комментариев. В ноябре 2012 года ЧГСХА вошла в список неэффективных вузов Минобрнауки. Приказом Минсельхоза РФ прежнего ректора Николая Васильева, избранного на пять лет при поддержке 90% коллектива, сняли с должности. И.о. ректора стала экс-руководитель Центризбиркома Чувашии, юрист Людмила Линик. По результатам пятничного голосования новым ректором ЧГСХА избрана именно она. При этом некоторые участники конференции говорят, что выборы проходили с нарушениями.

ИЮНЬ, 21
Антон Бурлуцкий
В Оренбурге был избит редактор журнала «Люди и вещи. Shopping» Антон Бурлуцкий. Трое нападавших схватили его на остановке «Молодежная» и затащили в черную Toyota Camry, где кулаками «объяснили», что его жене стоит снять свою кандидатуру с выборов на пост декана исторического факультета Оренбургского педагогического университета. Пострадавший редактор уже отнес заявление в Ленинское РОВД и в целях подстраховки через соцсеть оповестил знакомых о случившемся. По словам Антона, министерство образования Оренбуржья и педуниверситет также уже в курсе данной ситуации.

ИЮНЬ, 21-22
РТК «Омикс»
ООО «Кабельная телевизионная компания»
ГТРК «Кузбасс»
В ФЗГ обратился коллектив РТК «Омикс» (город Белово, Кемеровская область) с сообщением о давлении на СМИ. «Дошло до полного беспредела, нас вообще не мудрствуя, выгнали из частного здания вместе с его собственником и арендаторами. Электричество отключили на передающем центре. Обращения в различные инстанции и федеральные СМИ мы подготовили», - говорится в обращении журналистов. И далее: «21.06.2013 по окончании рабочего дня в 20.00 без предупреждений и каких-либо объяснений была полностью отключена электроэнергия в офисе Радиотелевизионной компании «Омикс» в здании по адресу город Белово (Кемеровская область), что по закону недопустимо. РТК «Омикс» является оператором связи (лицензии на деятельность в области связи №61558, 71588, 91964), которые Постановлением Правительства №442 от 4 мая 2012 г. отнесены к особой категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которой может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Полное отключение таких потребителей ниже аварийной брони вообще недопустимо! Руководитель энергоснабжающей организации ЦМО «Кузбассэнергосбыт» П. И. Подоприхин сообщил, что не имеет отношения к произошедшему, и у ЭСО нет ни организационных, ни финансовых претензий к РТК «Омикс», после чего посоветовал обратиться к организации, обслуживающей городские сети и подстанции – ЗАО «Беловская горэлектросеть». Диспетчер Горэлектросети пояснила, что отключение произведено ими по указанию главы администрации Беловского городского округа Гусарова, отказавшись сообщить какие-либо подробности и объяснить: почему не было никаких предупреждений и отключение произведено после рабочего дня накануне выходных. Впоследствии генеральный директор ЗАО «Беловская горэлектросеть» В. П. Карелин данную информацию подтвердил, сообщив, что указание отключить электроэнергии в нашем офисе поступило от Гусарова. Как председатель комиссии по ЧС, он счел необходимым отключение электроэнергии в некоторых ставших аварийными в результате землетрясения зданиях, среди которых указано и здание, в котором находится офис нашей компании. Также выяснилось, что аналогичная бумага имеется и в дежурной части МОВД «Беловский». При этом особое внимание заслуживают два существенных факта: 1. Никто после землетрясения до 21.06.2013 г. включительно здание специально не обследовал и не признавал аварийным. Да и сама необходимость в этом отсутствует, т.к. ни мелких разрушений, ни даже трещин в нём землетрясение не вызвало. Владельцами и пользователями здание было осмотрено 19.06.2013 г. как внутри, так и снаружи. Состояние признано неизменным. Результатами осмотра ни АБГО, ни МЧС не интересовались и здание не посещали. 2. Но что оказалось еще более показательно, в половину «аварийного» здания, занимаемую собственником Э. Н. Семеновым, электроэнергия подавалась и до настоящего времени подается исправно! Под прикрытием введенной чрезвычайной ситуацией должностными лицами также было игнорировано предусмотренное Законом использование СМИ и предприятий связи в схемах оповещения о чрезвычайных ситуациях, в частности п.2.1 ст.11 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». И главное, предприятия и средства связи в принципе не могут быть подвергнуты отключению органами местного самоуправления и МЧС, т.к. согласно п.1 ст.65 ФЗ РФ «О связи» управление сетью связи общего пользования в чрезвычайных ситуациях осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи… Решение о приостановлении или ограничении использования сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера согласно п.11 Положения утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. №895 может быть принято только Федеральным агентством связи. Кроме заявителя, в результате названных неправомерных действий были отключены также сети связи оператора - ООО «Кабельная телевизионная компания» (лицензия №87664), расположенные в том же здании, в результате чего без доступа к телеприёму осталось не менее 15000 беловчан, а также 22.06.2013 г. в 10.00 с аналогичными нарушениями закона без предупреждений и каких-либо объяснений была полностью отключена электроэнергия в принадлежащем на праве собственности ЗАО Радиотелевизионная компания «Омикс» здании по адресу Белово, ул. Кузбасская, 37. В результате отключения электроэнергии, кроме средств связи, принадлежащих ЗАО РТК «Омикс» оказались отключенными средства связи сотовых сетей МТС, Мегафон, Теле2, а также ФГУП «ГТРК «Кузбасс». По данному факту в МОВД «Беловский» заявление подано 23.06.2013 г. С утра в субботу 22.06.2013 г. сотрудниками полиции был запрещен вход в офис для работников РТК «Омикс». При этом всем иные вход в здание был свободен. Имеется видеозапись. Как пояснили сотрудники полиции, сделано это было по указанию главы АБГО Гусарова в связи с необходимостью обследования здания «на предмет устойчивости к сейсмособытиям». Обследование было проведено и в его результате не было выявлено ни одного факта, указывающего на неустойчивость здания к сейсмособытиям. Однако, по результатам этого обследования, в нарушение указанного в нем предмета, были указаны нарушения в здании правил электро- и пожарной безопасности, изменения целевого назначения помещений. Некой комиссией с участием должностных лиц МЧС, полиции и АБГО на имя главы АБГО Гусарова было оформлено предписание, в котором указано о необходимости запрета эксплуатации здания. С применением угроз и физической силы со стороны полиции сотрудники телекомпании не были допущены в помещения и выведены из здания, после чего кабинеты опечатаны начальником МКУ УГОЧС Белово С. В. Носовым. При этом в предписании также было указано на передачу помещений под охрану некому ЧОП «Лев». Считаем вышеназванные действия преступными, совершенными с грубым превышением должностных полномочий. И еще один нюанс: названный в составе комиссии зам.главы АБГО А. В. Франк фактически в работе комиссии не участвовал и здание не посещал. Его подпись на предписании подложна.

ИЮНЬ, 23
СМИ Хабаровска
Проект, ограничивающий доступ к информации и насаждающий цензуру, называется «Порядок формирования, классификации и продвижения информационных потоков в правительстве Хабаровского края и органах исполнительной власти». «Порядок…» - это четыре листа машинописного текста с большой схемой, показывающей, как информация должна «двигаться» от чиновника до СМИ, и через какие «фильтры» просачиваться в народ. Считается, что документ должен «минимизировать имиджевые потери в случае возникновения негативных информационных поводов». «Настоящий порядок является безусловным и единственным возможным средством донесения информационных поводов до СМИ, за исключением экстренных случаев», в которых потребуется обязательное согласование губернатором Хабаровского края». Общие положения объясняют: документ разработан «в целях распределения ответственности и времени реакции конкретных чиновников от этапа генерации информационного повода до этапа размещения информации в СМИ». Причем ответственность чиновники будут нести «не только за действие, но и за бездействие, а также за некачественное, либо не своевременное действие». Итак, отныне, любая исходящая информация из министерств и ведомств, как записано в документе, будет разделяться на потоки: «для распространения в СМИ», «для информирования заинтересованных лиц» и – так и сказано! - «для ограничения доступа». Это «позволит усилить позиции в ситуации информационного противоборства». Кто и с кем собрался бороться, не уточняется. Согласно «Порядку…», «в каждом органе исполнительной власти в пятидневный срок от даты утверждения документа назначается ответственный сотрудник, занимающий должность не ниже заместителя руководителя». В его обязанности входят «сбор информационных поводов, сопровождающих деятельность исполнительной власти и подведомственных учреждений» и «направление формализованного отчета в адрес аналитика». Аналитик должен появляться в экспертно-аналитическом управлении губернатора и правительства края. Обязанностей у него еще больше. Это и ведение базы данных информационных поводов, и ведение актуального перечня лиц, ответственных за предоставление формализованного отчета, и корректировка информационных поводов, попадающих в активную очередь. И, наконец, разделение информационных поводов из активной очереди на три вышеназванных потока. Теперь министерство информационных технологий и связи Хабаровского края должно обеспечить «всех ответственных сотрудников зашифрованным каналом связи, защищенной электронной почтой (с гарантированной доставкой, а также автоматической фиксацией даты и времени получения, прочтения и отправки писем), обучению технологии участников информационного обмена». Что же в итоге отстоя и фильтровки получат СМИ? «В случае попадания информационного повода в поток «Для распространения в СМИ» необходима процедура его согласования с заместителем председателя правительства края по вопросам внутренней политики (Виктор Марценко), либо лицом его замещающим». Начальник управления внутренней политики должен разделить информационные поводы на «предназначенные для публикации в электронных СМИ», «предназначенные для публикации в классических СМИ», «предназначенные для публикации во всех СМИ». То есть информацию будут не только корректировать и фильтровать, но и выбирать, кто из СМИ ее достоин. Далее алгоритм таков: согласованные информационные поводы передаются в главное управление информационной политики и общественных связей губернатора и правительства края для подготовки пресс-релизов. Последние передаются либо непосредственно в СМИ, либо в министерство информационных технологий и связи для распространения в электронных СМИ. Для тех, кого не утомили цитаты этого бредового документа, дополним: вся информация еще будет распределяться и по степени важности. Первая степень - положительное событие, которое должно произойти не раньше чем через 3 дня. Вторая - положительное событие, которое должно произойти менее чем через 3 дня. Третья - проблемное событие, которое произойдет не раньше чем через 3 дня. Четвертая степень - проблемное событие, которое уже произошло. Автор проекта - зампред правительства Хабаровского края генерал Аркадий Мкртычев. Опытная эксплуатация его детища уже проходит обкатку с 3 по 28 июня, а промышленная начнется со второго полугодия. Но опытная эксплуатация этой системы уже дала сбой. Неотфильтрованный информационный повод, вне шифрованных каналов связи, минуя корректоров всех уровней, без присвоения степени важности попал в независимые СМИ и был опубликован. Интересно, какую ответственность, согласно «Порядка…», понесет заместитель председателя правительства края по вопросам внутренней политики Виктор Марценко? Справка ФЗГ: Аркадий Мкртычев - руководитель аппарата губернатора и заместитель правительства Хабаровского края, генерал в отставке. Работает в правительстве Хабаровского края с 2010 года. До работы в правительстве края Аркадий Мкрытчев являлся заместителем командующего войсками Дальневосточного военного округа по материально-техническому обеспечению.

ИЮНЬ, 24
Владимир Иголкин
Руководство областного минздрава, заверявшее омских журналистов, что проведет всесторонне расследование обстоятельств смерти их коллеги Владимира Иголкина, неожиданно дало задний ход и решило эти обстоятельства засекретить. О том, как ушел из жизни главред газеты «Омский вестник», уже сообщалось (см. монитор за май 2013 года). Фактически получается, что скончался он от искривления пальца. Именно с этим диагнозом, а не с теми, какие написаны в посмертном медзаключении (хроническая ишемическая болезнь сердца, острая сердечная недостаточность, постинфарктный кардиосклероз) обратился Владимир Юрьевич в Клинический медико-хирургический центр. Как утверждают родные и близкие 57-летнего журналиста, сердечными заболеваниями он никогда не страдал и вообще на здоровье не жаловался. 15 апреля в КМХЦ ему сделали плановую операцию, выписав через две недели с незажившей кровоточащей раной. 1-го мая она разошлась, больной позвонил в центр, спросил, что делать, ему посоветовали прийти после праздников. 6-го мая с острой болью больной добрался до медицинского центра на общественном транспорте, но в госпитализации ему отказали. На следующий день все-таки госпитализировали в отделение гнойной хирургии, что вызвало недовольство у тамошних медиков - как рассказал тогда журналист друзьям, в его присутствии было сказано: «Опять они свой брак спихивают нам». После второй операции легче ему не стало. Врачи решили узнать, в чем причина их неудач и назначили пациенту УЗИ-обследование сосудов ноги, предложив самому найти лечебное заведение, где можно его пройти: хотя аппарат в центре имеется, врач, занимающийся ультра-звуковыми исследованиями, был в отпуске. В обращении к областному прокурору и министру здравоохранения области журналисты, в частности, спрашивали, почему Иголкина направили на УЗИ только после двух хирургических вмешательств, ухудшивших его состояние? Стало быть, оперировали «вслепую» - по наитию, наугад? На костылях он отправился самостоятельно в частную клинику, где его не приняли, так как записываться туда нужно было за две недели. Согласно постановлению правительства Омской области от 12 декабря 2012 года «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», при невозможности проведения больному, находящемуся в стационаре, диагностического исследования медучреждение обязано предоставить ему транспорт и сопровождающего медработника. По злой иронии судьбы именно Владимир Иголкин готовил к печати выпуск «Омского вестника», где этот документ вышел в свет. 15-го мая, когда друзья журналиста договорились о переводе его в Областную клиническую больницу, больного выписали из центра и направили в критическом состоянии не на новое месте лечения, а домой. Лишь на следующий день больной добрел, снова своими силами, до ОКБ. Там ему 22-го мая сделали еще одну операцию, а 23-го он скончался. Один из вопросов, заданных омскими журналистами (обращение подписали более сотни представителей СМИ) прокурору и областному министру: «Если болезни сердца, указанные в медзаключении, действительно были у пациента, то почему медики не объяснили ему степень риска перед проведением операций?». Обращение было передано в облминздрав 29-го мая. Так как глава ведомства в тот момент находился в отпуске, группу журналистов принял его первый зам и.о. министра Олег Попов. Он сообщил, что его распоряжением создана комиссия, которая разберется во всех подробностях лечения Владимира Иголкина, и если будут выявлены нарушения, министерство обнародует их, даст им беспристрастную оценку. То же сказал по телефону отдыхавший за рубежом министр Андрей Стороженко: «Если выяснится, что там есть действительно наша вина, виновные будут наказаны. По результатам расследования отвечу на любые ваши вопросы по этой теме». Слова министра, по согласованию с ним, были опубликованы в СМИ вместе с обращением журналистов. Но три недели спустя его настроения сильно переменились. На днях из областного министерства здравоохранения пришел в Омское отделение Союза журналистов ответ: «Информация по вопросу оказания медицинской помощи Иголкину В. Ю. не может Вам предоставлена в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну». И точка. Похоже, комиссия выявила что-то сверхсекретное, раз тема, по которой министр готов был отвечать на любой вопрос, вдруг стала запретной. По мнению журналистов, подписавших обращение, главная «врачебная тайна» заключается в том, кто возглавляет медучреждения, где проходил Владимир Иголкин лечение. Она, впрочем, ни для кого – не секрет: КМХЦ руководит Вадим Бережной, а Областной клинической больницей – Константин Полежаев. Тот и другой состоят в одной фракции Заксобрания, кроме того Бережной - замсекретаря областного отделения «Единой России», руководитель региональной общественной приемной лидера партии Дмитрия Медведева. А Константин Полежаев известен, помимо прочего, как сын бывшего областного главы. Омские журналисты начали собственное расследование, надеясь, что оно ответит на вопрос, почему, стандартная операция, которая в обычных местных больницах проходит, как правило, без последствий, в самых статусных из них завершилась трагически. Проверки обстоятельств смерти Владимира Иголкина проводят областная прокуратура и СУ СК РФ. Результаты их следственных действий пока неизвестны.

ИЮНЬ, 24
Газета «Дальнегорские новости»
Павел Поздеев
Игорь Тарабарин
Сотрудники ОАО «Дальнегорская электросеть» сочли, что статья «Митинг граждан Дальнегорского городского округа» очернила их доброе имя. 16 марта более тысячи возмущенных жителей Дальнегорска вышли на митинг с резкой критикой энергетиков за непомерный рост тарифов на электроэнергию. О протестах и митингах жителей северных районов Приморья рассказала местная газета «Дальнегорские новости» в критической статье «Митинг граждан Дальнегорского городского округа». Вскоре учредитель газеты, активный участник митинга Игорь Тарабарин и автор статьи Павел Поздеев получили иск от ОАО «Дальнегорская электросеть». Истец, директор ОАО «Дальнегорская электросеть» В. В. Филиппов просил взыскать с ответчиков - редакции газеты, Тарабрина и Поздеева - 1 500 000 рублей. По мнению истца, в упомянутой статье были опубликованы сведения, не соответствующие действительности и «порочащие деловую репутацию в сфере экономической деятельности». Истца особенно задели следующие высказывания: «Организация-монополист в Дальнегорске, которая в одностороннем порядке заключает договоры со сторонними организациями, сама же производит начисления, сама же выставляет счета на оплату»; «ОАО «Дальнегорской электросети» стоит задуматься все-таки над тем, что… если ситуация не разрешится в пользу народа, то этот самый народ будет искать другие пути решения проблемы. Самое малое, что могут сделать люди в данной ситуации – это обратиться напрямую в Дальэнергосбыт (Приморский энергосбытовой филиал ОАО «Дальневосточная энергетическая компания), чтобы напрямую заключать договоры на покупку электрической энергии, и оплачивать свои потребности в электричестве напрямую поставщику, минуя при этом посредников». Возможно, именно это намерение больше всего и задело энергетиков. Они расценили его как «негативную и не соответствующую действительности информацию, которая «может восприниматься и воспринимается как чернящее доброе имя, задевающая честь и достоинство руководства ОАО «Дальнегорская энергосеть». Обиженное руководство ОАО «Дальнегорская электросеть» просило Арбитражный суд помимо взыскания 1 500 000 рублей обязать газету «Дальнегорские новости» опубликовать опровержение, однако Арбитражный суд отказал истцу в полном объёме.

Информация Анны Селезневой (Владивосток) ИСК

ИЮЛЬ, 24

Газета «Есть работа»

Екатеринбургские журналисты из газеты «Есть работа!», протестующие против сноса построенного на их средства жилого дома, добились отсрочки «приговора». Пусть временной, но победы, и сдаваться они не собираются. Напомним, что два года назад сотрудники издания приобрели участок земли в Екатеринбурге, на улице Хасановская, 70, построили там дом, получили свидетельство о собственности и в прошлом году начали отделку жилья. Однако Ленинский районный суд в лице судьи Вероники Лазаревой признал дом самовольной постройкой, постановив снести здание. Застройщики этого не сделали, и суд постановил снести дом принудительно. Дата сноса – 22 июня... Журналисты, для которых строилось жилье, с таким решением не согласились и организовали протестную акцию. «3 июня начали голодовку 18 человек, из них 16 женщин, – рассказывает генеральный директор холдинга «Вик-медиа» (издает газету «Есть работа!») Андрей Выборнов. – Три дня в офисе отсидели на одной воде, отпротестовали. Затем было принято решение женщинам голодовку прекратить, а мы с юристом Ярославом Филатовым ещё четыре дня держались, до 10 июня». На просьбу журналистов рассмотреть заявление о кассации Лазарева ответила, что суд, конечно, рассмотрит его, но 1 июля. То есть фактически после сноса дома. Но 19 июня, по словам Выборнова, они получили постановление Президиума Свердловского областного суда об удовлетворении их ходатайства о приостановлении исполнения приговора. Практика сноса таких домов, построенных на участках, выделенных для индивидуального жилья, в Екатеринбурге имеет место. И несколько домов уже было снесено по решению суда. Вот и в данном случае пресс-секретарь городской администрации Денис Сухоруков сообщил, что на территории, где возведен дом, можно строить только частные дома. По его словам, здесь нет канализации, а плотность застройки явно превышена. Кроме того, энергомощности, выделенные на этот участок, не рассчитаны на такое большое число людей. По словам Выборнова, власти мешают исполнению уже заключенных договоров по подключению их дома к различным коммуникациям. Но, по его словам, есть свет в конце тоннеля. Ещё 17 апреля на совещании в мэрии главный архитектор города Михаил Вяткин говорил о необходимости перевода квартала, где они отстроились, из категории индивидуального строительства в многоэтажное. И вся проблема в том, что на их место претендует очень крупная строительная компания. Но сдаваться журналисты не намерены.

ИЮНЬ, 24
Михаил Лобанов
Пермский краевой суд 18 июня оставил без изменения обвинительный приговор студенту геологического факультета ПГНИУ Александру Наговицину, который наказан 3-летним условным лишением свободы с 4-летним испытательным сроком за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, журналисту Михаилу Лобанову – автору этих строк. Нападение случилось ещё 24 июня 2010 года – возле дома на него напали два молодых человека. С закрытой черепно-мозговой травмой потерпевший был доставлен в нейрохирургическое отделение (см. монитор за ноябрь 2010 года). Милиция четыре раза отказывала в возбуждении уголовного дела. Расследование началось только через полгода – с 29 октября, «по факту причинения тяжкого вреда здоровью». Затем производство по уголовному делу несколько раз прекращалось. Как выяснилось, зачинщик нападения неработающий Сергей Погор приходится сыном Ивану Погору, который служил тогда в подразделении краевого ГУВД по лицензированию частной охранной деятельности. Прекращая летом 2011 года в очередной раз уголовное преследование Погора-младшего, следователь из Мотовилихинского района Ольга Чадова просто изменила дату и вставила свою фамилию в отмененное ранее прокуратурой постановление следователя Любови Зуевой о прекращении дела против Погора-младшего. Расценив это как заинтересованность полиции в исходе дела, прокуратура Мотовилихинского района Перми передала дальнейшее расследование в Следственный комитет РФ. Однако недоброжелатели журналиста, которых у него в правоохранительных органах предостаточно за обнародование взяток, злоупотреблений и т.д., добились отмены прокурорского решения и направления уголовного дела в городскую полицию. На очной ставке с потерпевшим свидетель признала, что прежде давала неправдивые показания, потому что Погор-младший и второй участник нападения Наговицин просили говорить, что она ничего не видела, ничего не слышала. Хотя имелись основания для изменения меры пресечения, следователь Светлана Константинова не усмотрела никакого давления на свидетеля и отказала в удовлетворении ходатайства Лобанова об аресте подозреваемых. В итоге полиция сумела увести сына своего сослуживца Погора от уголовной ответственности за групповое причинение тяжкого вреда здоровью, т.е. от ответственности за особо тяжкое преступление, и он остался свидетелем. А его напарник получил всего лишь условный срок.

ИЮНЬ, 24
Ростислав Журавлев
В Тюмени бойцы спецназа Госнарконтроля в ходе рейда в одном из местных баров избили корреспондента «УралПолит.Ru» Ростислава Журавлева. В беседе со своим коллегой из ИА «Актуально» Журавлев рассказал, что спецназовцы ворвались в бар и начали хватать всех без разбора. На вопрос журналиста о причинах его задержания один из наркополицейских ответил: «Ах, ты ****. Самый умный?». Спецназовцы спустили Журавлева вниз головой по бетонной лестнице, при этом избивая его. В крови журналиста по результатам исследования следов наркотиков обнаружено не было. Доля алкоголя составляла не больше 0,5 промилле, что равняется 100 граммам сухого вина. Впоследствии, когда наркополицейские обнаружили у Ростислава Журавлева журналистское удостоверение, представитель руководства предложил ему коньяк и деньги. Корреспондент издания от «подарков» отказался и поехал в травмпункт снимать побои. Врачи зафиксировали у пострадавшего рассечение на голове и ссадины на руках. Журавлев консультируется с юристами для дальнейшего обращения в правоохранительные органы.

ИЮНЬ, 24
Все СМИ
Бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, прилетевший в Москве, спустя сутки находился в аэропорту «Шереметьево». Предположительно, Сноуден должен был вылететь в Гавану 24 июня рейсом компании «Аэрофлот». Как сообщает «Голос России», журналистам запретили фотографировать самолет А330, который должен был вылететь на Кубу. Примерно за полчаса до вылета полиция начала «наводить порядок» у выхода №28. Пассажиров попросили пересесть, журналистам запретили снимать. Сотрудники службы безопасности потребовали у фотографов удалить уже сделанные снимки, несмотря на то, что запечатлеть Сноудена никому из них не удалось.

ИЮНЬ, 24
Все СМИ
Журналистов не пустили на судебное заседание фигуранта «болотного дела» Михаила Косенко, чье дело было выделено в отдельное производство. Об этом сообщает корреспондент ДОЖДЯ из Замоскворецкого суда. По ее словам, изначально журналистам дали возможность зайти в зал и снять подсудимого. Однако позже в кабинет зашла секретарь суда, остановила съемку и попросила съемочные группы покинуть зал, после чего журналистов внутрь уже не пустили. Официальных объяснений о том, почему журналистов не пустили на процесс, в суде не дали.

ИЮНЬ, 24
«Независимое Информационное агентство»
Арбитражный суд Красноярского края отказал в удовлетворении ходатайства главы «Русала» Олега Дерипаски об участии посредством видео-конференции-связи в предварительном судебном заседании по спору с ООО «Независимое Информационное агентство» о защите деловой репутации. Красноярский суд указал, что в связи с отсутствием технической возможности арбитражного суда Московской области организовать видео-конференц-связь в день проведения слушаний (1 июля) оснований для удовлетворения ходатайства Дерипаски не имеется, сообщает РАПСИ. Ранее суд назначил на 1 июля предварительные слушания по иску главы «Русала» к ООО «Независимое Информационное агентство» о защите деловой репутации и обязании ответчика разместить опровержение информации, касающейся уплаты металлургической компанией налогов. Как следует из искового заявления, в октябре 2011 года на сайте ответчика была опубликована статья под названием «Олег Дерипаска отказывается платить налоги не только в России, но и в Гвинее». Истец считает, что в данной статье содержатся несоответствующие действительности сведения, порочащие его деловую репутацию. Он просит суд признать несоответствующими действительности и порочащими его деловую репутацию фрагменты статьи, а также обязать ответчика удалить их с сайта и разместить опровержение. В частности, Дерипаска просит опровергнуть фразы: «Олег Дерипаска отказывается платить налоги не только в России, но и в Гвинее» и «Однако «Русал» не привык платить налоги и работать без преференций».

ИЮНЬ, 24
Портал PublicPost
Информационный портал PublicPost с 1 июля прекращает работу. «Учредители не видят перспектив развития проекта», - рассказал Ленте.Ру и.о. главного редактора издания Николай Клименюк. Журналист добавил, что ему еще не известно, будет ли PublicPost преобразован в какой-либо другой проект, так что судьба редакции на сегодня под вопросом. Генеральный директор издания Алексей Горшков новость пока не прокомментировал. PublicPost работал с ноября 2011 года. Его запустили агентство Интерфакс, главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов и Сбербанк. Предполагалось, что на портале будут публиковаться новостные материалы, а также посты блогеров. В первый же месяц работы известные блогеры сайт обвинили сайт в перепечатке текстов без их ведома. По расчетам создателей портала, через три-четыре года после запуска PublicPost должен был войти в топ-15 российских интернет-СМИ.

ИЮНЬ, 25
Виктор Беккер
Руководитель воронежского отделения партии «Справедливая Россия» Олег Пахолков обратился в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к владельцу сайта www.v-zasade.ru Виктору Беккеру. Депутат требовал признать недействительными обвинения в криминальной связи с организованной преступной группировкой «Тридцатник», мошенничестве, изнасиловании и т.д. 24 июня владелец сайта v-zasade.ru проигнорировал суд. Кроме того, выяснилось, что он не забрал на почте судебную повестку. Сторона истца представила достаточное количество убедительных доказательств обоснованности исковых требований. Судья Наталья Лисицкая удовлетворила иск Олега Пахолкова. Теперь ответчик обязан публиковать за свой счёт решение суда по данному делу на сайте v-zasade.ru и в течение года не удалять его, а признанные судом несоответствующими действительности фразы, порочащие честь и достоинство истца в статьях «Олег Пахолков позвал на помощь ростовских бандитов» и «Воронежский бизнесмены могут не попасть в Госдуму» удалить. «Обязать меня опровергнуть что-либо невозможно, так как «В засаде» не является юридическим лицом и не является средством массовой информации. Это частный блог, пароль к нему знают несколько человек, поэтому невозможно доказать, что автором публикаций являюсь я, а не кто-то другой. Олег Пахолков подтвердил, что намерен добиваться привлечения журналиста к уголовной ответственности. «Удовлетворение гражданского иска – первый этап, – сообщил депутат. – Моя цель – добиться осуждения человека, распространяющего ложь. Пусть он получит условное наказание, но те, кто разносит клевету по Интернету, поймут, что не останутся безнаказанными. «В засаде» обвинил меня в 11 уголовных преступлениях. Я оппозиционер, меня бы посадили навсегда, если б я совершил хоть одну сотую приписываемого мне журналистами. «В засаде» пишут очень складно и убедительно, а в результате наносится огромный ущерб и партийной работе в всех регионах, где я в ней участвую, терпят страдания мои родные и близкие. Следственный комитет отменил решение об отказе в возбуждении уголовного дела по факту публикаций на сайте в-засаде.ру сведений порочащих честь и достоинство Олега Пахолкова. Это произошло после повторного обращения депутата в Генеральную прокуратуру.

ИЮНЬ, 26
РЕН-ТВ
Омскому РЕН-ТВ вырубали свет. Из-за отключения света не вышел выпуск новостей телекомпании РЕН-ТВ Омск. Вместо очередного выпуска местных новостей вечером вышли федеральные новости. Телекомпания в эфире не объяснила, что случилось. Источник в телекомпании пояснил, что в студии, откуда выходят в эфир новости, был отключен свет. РЕН-ТВ Омск работает при поддержке ОАО «Радиозавод им. Попова».

ИЮНЬ, 27
Виталий Папилкин
В Тольятти (Самарская область) полицейские задержали главного редактора газеты «Самарские известия» Виталия Папилкина. Главный редактор газеты «Самарские известия» был доставлен в отдел полиции №22 Тольятти, провел там полчаса. Затем его отпустили. «Основанием для задержания было постановление о принудительном приводе: его несколько раз вызывали в отдел полиции, но он не приходил», - сообщил руководитель пресс-службы ГУ МВД России по Самарской области Сергей Гольдштейн. Ранее Виталий Папилкин написал на своей страничке в социальной сети Facebook, что «сотрудники 22-го отдела полиции Тольятти проявили солдатскую смекалку: представившись рекламодателями, проникли ко мне в кабинет». Известно, что Виталия Папилкина вызывали в полицию из-за его конфликта с президентом АНО «Кремлевская стратегия» Вадимом Мингалевым.

ИЮНЬ, 27
Газета «Каталог73»
В Ульяновске произошло несколько неприятных инцидентов, связанных с газетой «Каталог73». По нескольким адресам, куда доставляются экземпляры «Каталога73», были попытки выемки и уничтожения газет. Причем это происходило непосредственно на глазах наших распространителей. Газеты вытаскивались из почтовых ящиков, вырывались из рук, мялись и выбрасывались. «Выемка и уничтожение газет, то есть части тиража печатного средства информации, являются незаконными. В статье 58 закона РФ «О СМИ» говорится, что не допускается ущемление свободы массовой информации, то есть, воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части. В вышеописанных ситуациях как раз и было зафиксировано воспрепятствование деятельности распространителя СМИ, а также уничтожение части тиража. За это правонарушение предусматривается административная ответственность в виде штрафа.

ИЮНЬ, 27
СМИ Санкт-Петербурга
Петербургские нацболы штурмовали здание УФМС на Кирочной улице. Перед штурмом здания лимоновцы подожгли дымовухи, выкрикивая лозунг: «ФМС в Душанбе!». Два другоросса забрались на балкон учреждения, растянули на балконе УФМС свой флаг и разбросали листовки, направленные против миграционной политики российских властей, касающейся выходцев из стран, ранее входивших в СССР. Лимоновцы требовали введения визового режима со странами Средней Азии. После того, как здание УФМС было блокировано полицией, активистов, находившихся на балконе, задержали. Также задержан один из журналистов, снимавших акцию.

ИЮНЬ, 27-28
Телеканал «Урал-Информ ТВ»
В Перми компания «ЭР-Телеком» 28 июня возобновила вещание телеканала «Урал-Информ ТВ». «В связи с проведением плановых технических работ подача сигнала временно шла со спутника без местной вставки. В настоящий момент технические работы закончены, сигнал поступает обычным образом, вещание «Урал-Информ ТВ» возобновлено», - сообщили в пресс-службе компании. Ранее, 27 июня, канал был отключен, а директор телеканала Галина Цвет распространила обращение к коллегам, в котором говорится, что компания «Эр-Телеком» отключила «Урал-Информ ТВ» от вещания в своей сети - в нарушение условий заключенного между нами договора и ряда норм законодательства РФ «О связи» и «Средствах массовой информации». По словам Цвет, в «Урал-Информ ТВ» узнали об отключении от начавших звонить в компанию зрителей. «По объяснениям со стороны «Эр-Телекома» в «сухом остатке» можно понять следующее: девочка-менеджер, которая составляла список каналов на вещание, не внесла нас в этот список. Версия звучит несколько странно на фоне того, что «Урал-Информ ТВ» вещает в сетях «Эр-Телекома» уже около 5 лет. Руководители кабельного оператора продолжают оставаться для нас недоступными. Нами направлены соответствующие заявления о принятии мер реагирования в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, прокуратуру Пермского края. Несколько дней назад канал «Урал-Информ ТВ» сменил собственника. Нам хотелось бы верить в то, что имеет место технический сбой, но вместе с тем, учитывая совокупность странных «стечений обстоятельств», мы не исключаем в произошедшем определенного политического подтекста», - говорилось в обращении Галины Цвет. Отметим, смена собственника телеканала произошла 24 июня. Нового владельца, магнитогорского предпринимателя и бывшего помощника мэра Магнитогорска Кирилла Маркевича причисляют к команде губернатора края Виктора Басаргина, тогда как «Эр-Телеком» многие связывают с командой экс-губернатора Пермского края, сегодняшнего помощника президента РФ Юрия Трутнева – политического оппонента Басаргина и так называемым «пермским землячеством в Москве».

ИЮНЬ, 29
Игорь Цагоев
Журналист Игорь Цагоев, задержанный по подозрению в совершении разбойного нападения, обратился к прокурору Кабардино-Балкарии Олегу Жарикову с просьбой об изъятии уголовного дела в отношении него из производства следственных органов МВД по КБР и передаче его следственным органам СК РФ. Напомним, 10 мая стало известно, что в Кабардино-Балкарии полиция задержала журналиста Игоря Цагоева по подозрению в совершении разбойного нападения (см. монитор за май 2013 года). Свою просьбу Цагоев мотивирует тем, что «следствие проявляет крайнюю заинтересованность в однозначно обвинительном уклоне», чтобы «оправдать его содержание под стражей». По мнению журналиста, о предвзятости следственных органов МВД по КБР свидетельствует поспешное, явно противоречащее закону, обнародование информации о его виновности в совершении особо тяжкого преступления. Ситуация, как следует из обращения Цагоева к прокурору республики, усугубилась после передачи дела от следователя к заместителю начальника СУ 2-го отдела УМВД РФ по Нальчику. «Последний с первых же дней рьяно взялся за защиту чести мундира, самыми изощренными методами формируя «доказательную базу» якобы совершенного мною разбойного нападения», - пишет журналист. Так, следователем был грубо сфальсифицирован протокол очной ставки с потерпевшей, куда были вписаны показания, которых последняя не давала, утверждает Цагоев. «Лишь после того, как по требованию моего адвоката потерпевшая ознакомилась с уже подписанным ею протоколом, и лично убедилась в фактической фальсификации следователем ее показаний, Ширитов был вынужден внести в протокол ряд изменений, но далеко не самых существенных», - пишет Цагоев. Как следует из письма Цагоева, следствие пыталось обвинить его также в убийстве ветерана Великой Отечественной войны Григория Могилко, однако вскоре подозреваемые в убийстве были задержаны.

ИЮНЬ, 30
Агитационные газеты Алексея Навального
В Москве полиция изъяла агитационные газеты в поддержку кандидата в мэры Москвы Алексея Навального, сообщает журнал Forbes со ссылкой на главу предвыборного штаба оппозиционера Леонида Волкова. Формальным поводом для изъятия части тиража стало отсутствие печати на накладных, которую не поставили в типографии из-за того, что бухгалтера не было на месте. Так как материалы с предвыборной программой борца с коррупцией печатались в нескольких местах, часть из них все же распространялась в ходе пикетов, прошедших у нескольких станций метро в центре российской столицы в субботу. Но и там представители власти потребовали прекратить раздачу газеты, так как, по их словам, «из Мосгоризбиркома поступила информация, что Навальный еще не зарегистрирован».

ИЮНЬ, 30
Дмитрий Зыков
Корреспондент Граней.Ру Дмитрий Зыков задержан на акции у здания министерства образования в Москве. Активисты Левого фронта поставили гроб к дверям министерства на Тверской улице. Никто из активистов не был задержан. Зыков, снимавший акцию на видео, остался посмотреть, что произойдет с гробом. Сотрудники полиции заявили, что задерживают его как участника несогласованной акции, хотя Зыков предъявил журналистское удостоверение. Его посадили в автомобиль и доставили в ОВД «Тверское». Сотрудники ОВД сообщили Зыкову, что он задержан для дачи объяснений по подозрению в участии в акции. С журналиста взяли письменные объяснения и отпустили через два часа после задержания.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни