Результаты мониторинга
11 Июня 2013 года

Результаты мониторинга ФЗГ – май 2013

Случаи гибели журналистов – 1 (Владимир Иголкин, главный редактор газеты «Омский вестник», Омск).

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 2 (съемочные группы телеканалов РЕН ТВ, «Пятый канал» и «Первый канал», все – в Москве; Ярослав Щедров, журналист 73online.ru, Ульяновск).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 3 (телеканал «Заречный ТВ», Свердловская область; телеканал «Енисей», Красноярск; ИА «Диалог», Санкт-Петербург).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 3 (Станислав Поздняков, редактор «Ай-с-с пресс», Москва; Игорь Цагоев, заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец в КБР», Нальчик; Николай Ярст, корреспондент телеканала «Общественное телевидение России» и Филипп Василенко, оператор телеканала «Общественное телевидение России», оба – Краснодарский край).

Увольнение редактора, журналиста – ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 6 (Дмитрий Кувалдин, оператор проекта Lenta.doc, Москва; Елена Иванова, главный редактор ИА «Свободные новости» и Мария Алексашина, шеф-редактор этого издания, обе – Саратов; Андрей Новичков, корреспондент «Граней», Москва; Игорь Цагоев, заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец в КБР», Нальчик; Николай Ярст, корреспондент телеканала «Общественное телевидение России» и Филипп Василенко, оператор этого телеканала, оба – Краснодарский край; Николай Бондарик, журналист Каспаров.Ru, Москва).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 11 на сумму 111 500 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 8, удовлетворено – 2, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 6 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 27

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 1 (Ульяна Скойбеда, журналист «Комсомольской правды», Москва).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 1 («АиФ» в Туле», Тула).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (телеканал «РЕН ТВ Уфа», Уфа).

Прекращение выхода СМИ – 1 (газета «Молодежь Севера», Республика Коми).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 3 (газета «Мои новости», Екатеринбург; газета «За Навального», Киров, 2 раза).

Препятствование выходу СМИ – ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 10 (сайт «Новой газеты», сайт газеты «Московский комсомолец», сайт радио «Эхо Москвы», сайт телеканала «Дождь», Forbes.ru, все – Москва, «Фонтанка.Ру», Закс.Ру, Лениздат.Ру, сайт «Новой газеты» в Санкт-Петербурге», сайт радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге», все – Санкт-Петербург).

Вмешательство в деятельность редакции – ().

Выход изданий-двойников – ().

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (съемочная техника телеканала РЕН ТВ, Москва)

Отказ в регистрации СМИ – ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) – 2 (телеканал «Заречный ТВ», Свердловская область; СМИ Якутии).

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 23

МАЙ, 1-3
Все СМИ
По случаю проведения Всемирного дня свободы прессы ряд неправительственных журналистских и правозащитных организаций опубликовали свои доклады о ситуации со свободой прессы в странах мира. Так, 1 мая организация Freedom House опубликовала доклад о свободе прессы в мире. Хуже всего обстоят дела в Туркмении и Северной Корее (они поделили последнее, 196-е место в рейтинге), Узбекистане (195), Эритрее (194), Белоруссии (193), Иране и Кубе (поделили 192 место). Все они попали в категорию стран с не свободной прессой, куда всего отнесены 64 страны. Свободными эксперты Freedom House назвали 63 страны. Среди них Норвегия и Швеция, Бельгия, Финляндия, Нидерланды, Дания, Люксембург, Швейцария, Андорра, а замыкают первую десятку Исландия и Лихтенштейн, поделившие 10-е место. Еще 70 стран признаны частично свободными. Что касается России, то она включена в число стран с не свободной прессой и располагается на 176 месте, между Суданом и Азербайджаном. «Влиятельные страны, как Китай, Россия, Иран и Венесуэла, давно используют ряд методов жесткого контроля СМИ, задерживая критически настроенных представителей прессы, закрывая или иным образом подвергая цензуре СМИ и блоги и подавая в суд на журналистов за якобы клевету или распространение порочащих сведений… Вскоре после возвращения Владимира Путина на президентский пост в мае 2012 года режим ввел в действие ряд законов, которые могли использоваться для дальнейшего ограничения свободы прессы, включая широко трактуемый закон, вводящий цензуру интернет-контента, вступивший в силу в ноябре», – говорится в докладе. По мнению его авторов, почти под полным контролем государства находятся телевидение, радио и пресса. Комитет по защите журналистов (Committee to Protect Journalists, CPJ) 2 мая представил список, в который включены 12 самых опасных для прессы стран, где репортеров убивают, а убийцы пользуются безнаказанностью. Наиболее опасен для представителей масс-медиа Ирак. Далее следуют Сомали, Филиппины, Шри-Ланка, Колумбия, Афганистан, Мексика, Пакистан, Россия, Бразилия, Нигерия, Индия. В разделе, посвященном нашей стране, эксперты CPJ сообщают: «Россия, где с 2003 года нераскрытыми остаются 14 убийств сотрудников СМИ, занимает девятое место в Индексе. Наименее защищенными в последние годы были журналисты на Северном Кавказе. Хроническая неспособность России привлечь к ответственности убийц журналистов побудила адвокатов-правозащитников и мать пропавшего и признанного погибшим журналиста Максима Максимова обратиться в Европейский суд по правам человека с жалобой на то, что Россия на государственном уровне поощряет безнаказанность убийц журналистов». Другая организация, «Репортеры без границ» (Reporters sans frontières, RSF) 3 мая распространила другой список. Он состоит из 39 врагов свободы информации, среди которых – «главы государств, политические деятели, религиозные лидеры, вооруженные группировки и преступные организации, которые накладывают цензуру, заключают в тюрьмы, похищают, подвергают пыткам и, порой, убивают журналистов и прочих представителей СМИ. Могущественные, опасные и жестокие, эти враги считают себя выше закона», – говорится в документе. В списке врагов свободы информации фигурируют главы Белоруссии, Туркмении, Азербайджана, России, Китая, Северной Кореи, группировка «Фронт аль-Нусра» в Сирии, движение «Братья-мусульмане» в Египте, вооруженные группировки Белуджистана в Пакистане, религиозные экстремисты Мальдивских островов, связанные с наркоторговлей преступные организации «Зетас» в Мексике и «Урабенос» в Колумбии. «В России после возвращения на должность президента Владимира Путина были приняты меры по ужесточению репрессий. В стране многие убийцы и агрессоры журналистов продолжают жить в условиях недопустимой безнаказанности», – подчеркивают авторы исследования. Документы Committee to Protect Journalists, Reporters sans frontières и Freedom House заставляют сделать вывод, что в России ситуация со свободой слова и правами журналистов не улучшается, чему способствует безнаказанность, которой пользуются враги свободы информации.

МАЙ, 1
Газета «Мои новости»
Тираж газеты «Мои новости» был изъят полицейскими Екатеринбурга. При этом был задержан распространитель – пожилая женщина из числа местных жителей. Газета «Мои новости» – зарегистрированное средство массовой информации, содержащее все необходимые выходные данные. Распространяется в полном соответствии с законодательством Российской Федерации. Тем не менее, это не стало преградой для местных правоохранителей, сорвавших раздачу газет в городе и без объяснения причин задержавших перепуганного распространителя. При этом вопреки закону, тираж газеты был изъят. По словам главного редактора газеты «Мои новости» Александра Закондырина, абсурдность ситуации заключается в том, что в настоящее время весь город наводнен газетами вице-мэра Екатеринбурга и других политических сил: «Никто до сих пор не видел ни одного официального документа, подтверждающего регистрации этих газет в качестве средства массовой информации. Они не содержат каких-либо сведений о том, кто и на какие деньги их выпускает – никаких выходных данных. По этому поводу мы будем обращаться в прокуратуру, требовать немедленного разбирательства и добиваться того, чтобы прокурорские органы наконец-то покончили с этим беспределом».

МАЙ, 2
Газета «Молодежь Севера»
В Республике Коми приостановлен выпуск газеты «Молодежь Севера». Это сделано по заявлению группы «Север-Медиа», объединяющей сеть региональных СМИ. Как говорят представители группы компаний, «Молодежка» теперь будет доступна только в интернет-версии. Первый выпуск газеты «Молодежь Севера» приходится на 15 марта 1929 года. Именно в тот день был выпущен первый номер. До начала Великой Отечественной Войны СМИ было известно под именем «Коми Комсомолец», а также «Коми Комсомол». В разные годы тираж издания составляет от 18 до 25 тысяч экземпляров. Перед закрытием «Молодежки» тираж составлял 12 тысяч экземпляров.

МАЙ, 3
Ярослав Щедров
В Ульяновске журналист 73online.ru Ярослав Щедров был избит охранником ДК «Губернаторский» Владимиром Романовым после концерта певца Александра Градского. Свидетелями избиения стали двое мужчин, которые даже не попытали остановить распоясавшегося охранника. Щедров намерен написать заявление в полицию и привлечь Романова к уголовной ответственности за избиение и воспрепятствование журналистской деятельности. Корреспондент 73online.ru по редакционному заданию находился на концерте Александра Градского. У пресс-службы певца и 73online.ru была договоренность на эксклюзивное интервью с артистом. Однако охранник ДК «Губернаторский», увидев за кулисами журналиста Щедрова, безапелляционным тоном велел ему двигаться на выход. «Под конвоем» Романова журналист пошел к выходу, при этом ретивый охранник подталкивал его в спину. Когда они вышли на крыльцо, охранник набросился на журналиста с кулаками. Ярослав получил удар в лицо, от которого на землю упали очки. Романов наступил на них ногой и посоветовал Щедрову «убираться вон». Романов весьма объяснил журналисту, что «никто ничего подтверждать, если что, не будет». Вот как сам Ярослав Щедров объясняет причины произошедшего конфликта: «Все началось еще с другого концерта, который также проходил в ДК «Губернаторский» несколько недель назад. Тогда Романов почему-то взял на себя право распоряжаться, кому из журналистов брать у певицы интервью, а кому нет. К счастью, певица пригласила к себе в гримерку всех журналистов. Закончив интервью, я подошел к охраннику Романову и сказал, что распоряжаться работой журналистов не входит в его обязанности. На концерте Градского, едва увидев меня, Романов сразу повел себя агрессивно, выгнал меня, а потом избил, сломал мне очки. Завтра я намерен по этому поводу написать заявление в полицию, надеюсь, что полицейские разберутся, и охранник Романов будет привлечен к уголовной ответственности».

МАЙ, 3
РЕН ТВ
«Пятый канал»
«Первый канал»
Владимир Букатка
Журналисты телеканалов РЕН ТВ, «Пятый канал» и «Первый канал» были избиты в Москве сотрудниками супермаркета «Пятерочка». Пострадавшие журналисты сообщили, что нападение совершил администратор торговой точки и сотрудники службы безопасности «Пятерочки». Оператор телеканала РЕН ТВ Владимир Букатка в результате нападения получил сотрясение мозга, а также перелом со смещением пальцев ноги. Журналисты выехали на съемку сюжета о нарушениях сроков хранения молочных продуктов и продуктов детского питания. Нарушения действительно были зафиксированы съемочными группами федеральных телеканалов, которых сопровождали юристы правозащитной организации «Рабкрин». Пытаясь получить комментарии от администратора торговой точки, журналисты столкнулись с немотивированной агрессией. Служба безопасности подоспела к напавшему на представителей СМИ администратору и тоже принялась избивать журналистов. По факту нападения юристы телеканала РЕН ТВ уже подготовили обращение в межрайонную прокуратуру. Помимо причинения увечий, юристы требуют наказать представителей торговой сети за порчу имущества, так как кроме людей в ходе инцидента пострадала и съемочная техника.

МАЙ, 6
Газета «Ваш Ореол»
Омский арбитражный суд завершил рассмотрение искового заявления генерального директора НПО «Мостовик», депутата Законодательного собрания Олега Шишова к газете «Ваш Ореол». Истец потребовал от нее компенсацию в сумме 1 млн. рублей за ущерб, причиненный его деловой репутации публикацией «Как украсть партийный асфальт?». В материале рассказывалось о том, как «Единая Россия» претворяла в жизнь свой предвыборный проект по дорожному строительству за счет налогоплательщиков (только в Омске на реализацию партийной программы выделялось из бюджета около миллиарда рублей). Как утверждалось в статье, не все эти средства были использованы по назначению: межквартальные проезды, за которые отвечала компания «Мостовик», ремонтировались, по данным издания, только документально. Суд признал несоответствующими действительности несколько фраз, но при этом уменьшил сумму ущерба, причиненную ими истцу, ровно в тысячу раз, постановив взыскать в его пользу с ответчика 1 тыс. рублей. По масштабам одной из крупнейших в стране строительных фирм сумма – менее, чем символическая. Стоит отметить, что обратилось в суд руководство «Мостовика» в связи с данной публикации после того, как на сайте еженедельника «Бизнес-курс», относящемся, как и «Ваш Ореол», к издательскому дому «ТРИЭС», появилось сообщение о многомиллиардном хищении при возведении олимпийских объектов, в которых краснодарские правоохранители подозревают омское НПО (см. монитор за декабрь 2012 года).

МАЙ, 6
Дмитрий Кувалдин
Оператор проекта Lenta.doc Дмитрий Кувалдин, который снимал, как активисты вывешивают на стене дома на Новом Арбате в Москве баннер в поддержку фигурантов «болотного дела», задержан и доставлен в ОВД. «Кувалдин, снимавший акцию на Арбате незаконно, удерживается в ОВД Арбатское, отобрали камеру и шьют административку», – сообщает на своей странице в Facebook блогер Дмитрий Алешковский. Баннер провисел 20 минут, после чего его затянул в свою квартиру пылесосом житель последнего этажа дома № 10, где и висел плакат. В отделе полиции «Ленте.ру» заявили, что журналист будет свидетелем по административному делу. По словам старшего участкового Максима Захарова, оператора отпустят после того, как с него возьмут объяснения. Камеру у Кувалдина отбирать не собираются, добавили в полиции.

МАЙ, 6
«Взгляд.Ру»
ЗАО «Антиплагиат», создавший одноименный сервис для отслеживания незаконного использования текстов, направил иск к электронному изданию «Взгляд.Ру» и депутату Госдумы РФ Владимиру Бурматову о защите деловой репутации. Об этом сообщил представитель суда. Представитель ЗАО «Антиплагиат» сообщил, что компания требует взыскать с соответчиков 10 миллионов рублей компенсации вреда деловой репутации и опровергнуть ряд не соответствующих истине утверждений из публикации от 24 апреля «Бурматов: прокуратура начала проверку ЗАО «Антиплагиат». Напомним, что 11 апреля депутат-единоросс Бурматов направил запрос на имя генпрокурора РФ Юрия Чайки с просьбой проверить причастность Минобрнауки к созданию системы «Антиплагиат». По мнению депутата, ЗАО «Антиплагиат» получило эксклюзивный доступ к архивам Российской государственной библиотеки в обход конкурсных процедур, сообщает РАПСИ. Минобрнауки РФ заявило, что компьютерная система выявления неправомерных заимствований в научных работах «Антиплагиат» не имеет отношения ни к ведомству, ни к Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Напомним, что в прошлом году блогеры обнаружили в диссертации депутата Госдумы от «Единой России» Владимира Бурматова плагиат. Пользователь «Живого Журнала» hyperpov выложил у себя отсканированные фрагменты исследования депутата, которые почти полностью совпадают с двумя другими текстами.

МАЙ, 6
Илле Иванов
Чувашское управление СКР передало в прокуратуру обвинительное заключение по уголовному делу чебоксарского журналиста Илле Иванова, которому приписывается статья в защиту чувашского языка, ранее признанная экстремистской. Об этом сообщается на сайте ведомства. После утверждения прокуратурой дело будет направлено в суд. По части 1 статьи 282 УК («Разжигание ненависти или вражды») 57-летнему Иванову грозит до двух лет колонии. Статья «Покажи мне свой язык, и я скажу – кто ты» об угнетенном положении чувашского языка в регионе, опубликованная в газете «Взятка» в мае 2011 года, была подписана псевдонимом Алексей Кудрин. По утверждению СКР, под этим именем скрывался Иванов, который, будучи знаком с главным редактором издания Эдуардом Мочаловым, передал ему текст для публикации, «а тот, не обладая необходимыми познаниями в области филологии, разместил ее на страницах газеты «Взятка» и распространил среди жителей Чувашской Республики». Между тем, как напоминает интернет-газета «Ирĕклĕ сăмах», Мочалов неоднократно заявлял, что статью написал он сам, а не Иванов. В статье, написанной как ответ на материал об угнетенном состоянии русского языка, была подвергнута резкой критике акция протеста на Манежной площади в Москве в декабре 2010 года. Автор употребил характеристики «националистический дебош» и «шовинистический вызов», а также обвинил русских в убийствах мирного населения на Кавказе. В конце статьи предлагалось усилить «цивилизованную национально-освободительную борьбу чувашского народа». Суд Моргаушского района Чувашии не признал статью экстремистской и отказал в возбуждении дела. Но прокуратура обжаловала это решение в Верховном суде республики, добившись в августе 2012 года возбуждения уголовного дела (см. монитор за август 2012 года). Ранее, в июле 2012-го, Верховный суд Чувашии признал экстремистской саму статью. Она внесена в соответствующий федеральный список под № 1524. Газета «Взятка» распространяется бесплатно. Ее редактор Мочалов известен в республике выступлениями против действующей власти. По данным СМИ, в 2011 году он вывесил на воротах принадлежащей ему агрофирмы лозунг «Единая Россия – партия жуликов и воров». Весной 2012 года Мочалова дважды задерживали за метание яиц в здания прокуратуры и Верховного суда Чувашии. В первый раз его приговорили к штрафу в размере 600 рублей, а во второй раз – к 15 суткам ареста. Ряд правозащитных организаций ранее выступал в поддержку газеты, заявляя, что ее преследование необоснованно. Так, московский центр «Сова», специализирующийся на делах о межнациональной розни, заявил, что «уголовное дело возбуждено неправомерно, так как неправомерно запрещена и сама статья», поскольку она «не содержала подстрекательских призывов».

МАЙ, 6
Грани.Ру
Полит.Ру
Обещания.Ру
Сибкрай.Ру
Роскомнадзор вынес предупреждения за нарушение ст. 4 закона «О средствах массовой информации» Граням.Ру, а также изданиям Полит.Ру, Обещания.Ру и Сибкрай.Ру. Об этом сообщают «Известия». Ведомство уличило издания в разжигании религиозной розни. Поводом для предупреждений стали новостные публикации о новосибирском художнике Артеме Лоскутове, которого мировой суд 1 февраля оштрафовал за выпуск и продажу футболок с «иконами Pussy Riot». Редакция «Граней» не получала от Роскомнадзора никакого уведомления о предупреждении, однако сообщение об этом было опубликовано на сайте ведомства 22 апреля. В нем говорится, что предупреждение вынесено «редакции и учредителю электронного периодического издания «Грани.Ру» («Grani.Ru») за размещение в сети Интернет материала «Артем Лоскутов оштрафован за футболки «СВБД ПСРТ» (возбуждение религиозной розни)». Как отмечают «Известия», сообщение о Лоскутове и футболках было опубликовано на десятках сайтах информационных агентств, радиостанций, телеканалов и интернет-СМИ, в числе которых BFM.ru, vesti.ru, Lenta.ru, РИА «Новости», Интерфакс, сайты газет «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и «Новая газета». Многие из этих СМИ опубликовали и изображения футболок. Однако Роскомнадзор предъявил претензии только четырем изданиям. В беседе с «Известиями» Артем Лоскутов заявил, что не знал о претензиях к СМИ. Он высказал предположение, что жалобы в Роскомнадзор были направлены активистами общественного движения «Народный Собор». «Мне тоже звонили из прокуратуры уже по поводу публикации в Сети изображений с иконой [на футболках в поддержку Pussy Riot], раньше до этого не доходило», – сказал Лоскутов.

МАЙ, 7
Sports.ru
Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск «Краснодара» к ООО «Спортс.ру» о защите деловой репутации. Дата рассмотрения иска пока не назначена. Как сообщает «Р-Спорт», дело будет вести судья Рамзия Хатыпова, которая специализируется на спорах неимущественного характера, в том числе репутационных исках. В «Краснодаре» комментировать «Р-Спорт» подачу иска отказались. Генеральный директор Sports.ru Дмитрий Навоша отметил, что суть исковых требований «Краснодара» пока остается неизвестной. «Этот иск для нас – не новость, владелец «Краснодара» Сергей Галицкий проанонсировал его еще в середине апреля, сразу после матча, который «Краснодар» на своем поле проиграл «Крыльям Советов». После этого поражения он до глубокой ночи отбивался в твиттере от упреков в договорном характере этого матча, частично основанных на слухах, распространявшихся персонажем по прозвищу Dimitrovich. При всей общительности Галицкого в твиттере, раньше такой его эмоциональности видеть не доводилось. Журналисты Sports.ru собрали материал с мнениями всех сторон – представителей обоих клубов, комментаторов, директора РФПЛ, того самого Dimitrovich’а. Это была классическая репортерская отработка темы – собственных утверждений журналистов в тексте не было, читателю были представлены комментарии всех сторон. Однако Галицкого она отчего-то привела в ярость. Подать в суд на Твиттер, где он впервые отвечал на сомнения в честности игры, ему, наверное, показалось затруднительным, подал на Sports.ru. Запросим материалы дела – интересно, что же может инкриминироваться сайту в такой ситуации. Впрочем, иск мне в любом случае кажется более цивилизованным действием, чем выпущенный «Краснодаром» по этому же поводу безумный пресс-релиз про «целенаправленную дискредитацию всего продукта под названием российский футбол», ведущуюся «19-летним блоггером, лишь недавно покинувшим школьную скамью», – отметил Навоша.

МАЙ, 7
НТВ
Девятый арбитражный апелляционный суд отклонил жалобу российского производителя одежды, компании «БТК групп» на отказ в иске к НТВ о защите деловой репутации. Претензии компании относятся к сюжету под названием «Солдаты дрожат от холода», распространенному в передаче «Программа максимум». Истец полагает, что в передаче показано, что военная форма «БТК групп» стала чуть ли не единственной причиной смерти солдата Ужурского в феврале 2012 года. В сюжете упоминался руководитель «БТК групп», демонстрировались ярлыки одежды, сообщил истец. Компания «БТК групп» просила суд обязать ответчика опровергнуть фразы, которые прозвучали в сюжете, и взыскать с НТВ компенсацию в размере 1 миллиона рублей, однако в ноябре 2012 года арбитраж Москвы отклонил иск компании, сообщает РАПСИ. Суд, отклоняя иск, указал, что истец не доказал порочащий характер высказываний, изложенных в сюжете.

МАЙ, 7
Елена Иванова
Мария Алексашина
В Саратове в здании Фрунзенского районного суда задержаны главный редактор ИА «Свободные новости» Елена Иванова и шеф-редактор этого издания Мария Алексашина. Полиция задержала их после объявления решения суда по делу Михаила Шаповалова, осужденного на сутки ареста за плакат, в котором использовался украинский глагол: «Путин, пiдрахуй оставшиеся свободы дни!». Сотрудники ИА «Свободные новости» пришли на заседание суда в футболках, на которых присутствовал тот же глагол. У них забрали паспорта для оформления протоколов. Как объяснили полицейские, пока их задерживают для дачи объяснений по поводу надписей на футболках. Полицейские считают, что на майках написана нецензурная брань. Вопросы, которые задавались главному редактору и шеф-редактору ИА «Свободные новости», касались надписей на футболках журналистов. «Где вы взяли эти майки?», «Почему надпись сделана на украинском языке?» – интересовались правоохранители. Также у главреда издания уточнили, не является ли Шаповалов ее подчиненным. После составления протокола опроса журналистов отпустили, однако им было заявлено, что в дальнейшем они могут быть привлечены к административной ответственности по статье 1 КоАП РФ («мелкое хулиганство»), аналогичной той, по которому был осужден Шаповалов.

МАЙ, 8
Газета «Рабочая трибуна»
Прокуратура Хилокского района (Забайкальский край) потребовала от местной администрации произвести капитальный ремонт здания редакции газеты «Рабочая трибуна». Прокуратура направила в суд исковое заявление о признании незаконным бездействия администрации муниципального района «Хилокский район» и понуждении ее произвести капитальный ремонт здания редакции газеты «Рабочая трибуна». Как сообщила помощник прокурора района Елена Кряжева, основанием для такой меры реагирования послужили результаты проверки технического состояния здания редакции. В ходе нее было установлено, что данное здание находится в аварийном состоянии, создает угрозу для жизни и здоровья работников редакции и других граждан. Здание редакции построено в 1910 году, капитальный ремонт в нем не производился более 20 лет и деньги на эти цели не выделялись. В помещении обрушаются потолок и перекрытия, шифер на крыше сломан и во время выпадения осадков влага стекает прямо комнаты редакции. Котельная к эксплуатации в следующем отопительном сезоне также будет непригодна. Обвисший потолок в ней держится на деревянной подпорке из бруса и готов рухнуть на головы людей. Потолок в гараже редакции уже обвалился. Собственником здания редакции газеты является администрация муниципального района «Хилокский район». Несмотря на многочисленные повреждения, представляющие опасность для жизни и здоровья людей, она никакой работы по производству капитального ремонта здания не осуществляет. В муниципальном районе «Хилокский район» газета «Рабочая трибуна» – единственное печатное издание СМИ. С ее помощью до населения доводятся самая важная информация, новости района. Однако, по мнению прокуратуры района, из-за безответственного отношения администрации муниципального района к редакционному зданию дальнейшее функционирование газеты может быть приостановлено.

МАЙ, 8
Газета «Вятский край»
Арбитражный суд Кировской области отказал «Почте России» в требовании о взыскании с редакции газеты «Вятский край» более 1,5 млн рублей. Суд признал ничтожным соглашение по дополнительной оплате доставки газет к потребителю, посчитав, что доставку должен оплачивать подписчик. Управление Федеральной почтовой связи потребовало с ответчика – редакции газеты «Вятский край» – 1 571 825 рублей 62 коп. «за услуги по транспортировке печатных периодических изданий от МСЦ до газетных узлов, оказанных в течение 2011-2012 гг.». Речь идет о дополнительном соглашении, заключенном между сторонами и вступившем в силу с 1 января 2010 года, устанавливающем тариф за транспортировку периодических изданий от МСЦ до газетных узлов в размере 70 рублей за 1 газетную пачку. Истец полагает, что эта услуга должна оплачиваться редакцией газеты отдельно и обратился с иском в суд. Однако ответчик не признал иск, ссылаясь на то, что транспортировка розничных изданий включена в цену подписного издания и оплачена подписчиком. Суд пришел к выводу, что в данном случае услуги оказываются не ответчику, а подписчикам. Таким образом, соглашение, действующее с 01.01.2010, имеет признаки ничтожности в силу несоответствия закону «О почтовой связи» и не порождает между сторонами отдельных обязательственных соглашений. Истец вправе требовать оплаты за транспортировку лишь розничных периодических изданий. Исходя из этого, суд согласился с позицией ответчика и отказал «Почте России» в удовлетворении иска. Однако у истца есть право попытаться оспорить решение суда в апелляционной инстанции.

МАЙ, 8
Игорь Домников
Сотрудники столичной полиции задержали жителя Москвы, подозреваемого в организации убийства журналиста «Новой газеты» Игоря Домникова в 2000 году (см. монитор за май 2000 года). Об этом рассказал сотрудник пресс-службы городского управления МВД. По данным Интерфакса, это предприниматель Павел Сопот. Игорь Домников был убит неизвестным в 2000 году. Исполнители убийства – члены организованной преступной группировки из Набережных Челнов – сидят в тюрьме. Главарь банды Тагирьянов и трое его подельников приговорены к пожизненному заключению. Бандит Хузин, который непосредственно нанес И. Домникову несколько ударов молотком по голове, получил 25 лет колонии строгого режима (см. монитор за апрель 2009 года).

МАЙ, 8
Игорь Цагоев
В Нальчике (Кабардино-Балкария) полиция задержала известного журналиста-расследователя Игоря Цагоева. Его подозревают в совершении разбойного нападения. Игорь многие годы работал в еженедельнике «Северный Кавказ», в последнее время – в должности заместителя главного редактора. После увольнения по собственному желанию и до настоящего времени – заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец в КБР». Занимался журналистскими расследованиями, писал о коррупции, религиозных радикалах, территориальных спорах, межэтнических конфликтах. Его журналистская деятельность не может не вызывать уважения: Игорь Цагоев – номинант премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» 2004 года, обладатель Гран-при всероссийского конкурса «Произвол в законе» 2005 года, победитель всероссийского конкурса «Золотой гонг-2005» в номинации «Расследование года». Он лауреат нескольких премий, в том числе: «За раскрытие опасной и общественно-важной темы криминализации власти» всероссийского конкурса «Произвол в законе» 2006 года, Национальной премии «Искра» в номинации «Журналистское расследование» 2006 года, премии Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство» 2007 года, премии Союза журналистов России «За мужество и профессионализм» имени Тамирлана Казиханова 2007 года, премии правительства Российской Федерации в области печатных СМИ 2008 года «За личный вклад в становлении мира и стабильности на Юге России», премии Союза журналистов России «За профессиональное мастерство» 2011 года. Кроме того, Игорь награжден памятными и ведомственными медалями: «За ратную доблесть», «За боевое содружество», «Маршал Советского Союза Жуков», «За службу на Северном Кавказе», «За содействие». «Имея при себе предмет, похожий на пистолет, подозреваемый проник в одну из квартир по улице Калмыкова, где угрожая оружием и применив насилие опасное для жизни и здоровья в отношении хозяйки квартиры (нанесение восьми ударов в область головы железной рукояткой пистолета сопровождалось попыткой удушения), открыто похитил денежные средства в сумме 1950 долларов США», – сообщается в полицейском пресс-релизе. По словам представителя пресс-службы МВД по республике, «в ходе санкционированного обследования жилища задержанного обнаружено четыре металлических предмета цилиндрической формы, предположительно, сигнальные мины и четыре взрывателя к ним. Изъят также металлический предмет, похожий на пистолет неустановленного образца. В отношении задержанного избрана мера пресечения – содержание под стражей. Возбуждено уголовное дело по ст. 162 УК РФ («Разбой»)». Кроме того, полицейские информировали общественность: «Установлено, что уже более полугода задержанный нигде не работает и не имеет постоянного источника дохода». И опубликовали фотографию Игоря с текстом: «МВД по КБР обращается к гражданам, пострадавшим от преступных действий указанного лица, с просьбой незамедлительно сообщить об этом по телефонам 40-49-10, 02 или обратиться в ближайшее отделение полиции». И почему-то назвали Игоря «известным в прошлом журналистом». Если у кого-то сложилось впечатление, что доблестная полиция по горячим следам задержала особо опасного преступника, то это, мягко говоря, не так. Удалось выяснить, что Игорю инкриминируют разбой, совершенный якобы им 13 лет назад. Затем «Кавказский узел» сообщил, что присутствовавшая в качестве понятой на устроенном в квартире Цагоевых обыске Наталья Черкасова очень удивилась сообщению полицейской пресс-службы. «Какие же это мины? Как можно такое придумать. Это же сигнальные ракеты с запалами. И пистолет – пластмассовый, без дула. Игрушка. Они продаются в магазинах». По словам Черкасовой, она 53 года живет по соседству с Цагоевыми и хорошо знает их семью. Игоря считает «спокойным, культурным и вежливым» человеком. Мать задержанного также заявила, что упомянутый в пресс-релизе полиции «предмет, похожий на пистолет неустановленного образца» – обычная игрушка. «Еще забрали игрушечный пистолет, я его когда-то давно сама купила. Он валялся где-то в ящике с инструментами. У него нет даже отверстия для пули. И забрали четыре ракетницы, их Игорь перед Новым годом привез из командировки в одну из воинских частей, сказал, что ребята ему их подарили, чтобы запустить их в новогоднюю ночь, но тогда мы про них забыли», – цитирует С. Цагоеву «Кавказский узел». Впору удивиться, что в ходе обыска не «обнаружились» купюры на сумму 1950 долларов США. Как бы то ни было, в настоящее время Цагоеву избрана мера пресечения в виде содержания под стражей сроком на два месяца. Коллеги категорически отказываются верить тому, что МВД сообщает о задержанном. Прокурору республики Олегу Жарикову уже направлено обращение журналистов с просьбой взять под контроль расследование дела в отношении Игоря. Узнав об аресте, президент ФЗГ Алексей Симонов заявил: «Мы давно знаем Игоря Цагоева как порядочного человека, талантливого журналиста и доброго друга. На протяжении всей своей творческой карьеры он занимался самым сложным жанром – проводил журналистские расследования. Работал в тесном сотрудничестве с силовыми и правоохранительными структурами. Пользовался авторитетом, и получал информационную поддержку не только от коллег на региональном и федеральном уровне, но и от сотрудников МВД, ФСБ, Наркоконтроля, СУ СКР по КБР. Все десять с лишним лет, что мы с ним общались и работали, его репутация была безупречна. А его профессиональные и человеческие качества и сейчас не подвергаются сомнению в журналистском сообществе». Любопытно еще вот что: как человек, награжденный силовиками множеством наград и работавший с ними в постоянном контакте, мог оказаться преступником? И куда в этом случае все эти 13 лет смотрели милиция, полиция, прокуратура, следственный комитет? Или, как следует из полицейской логики, Игорь все это время искусно маскировался под порядочного человека? Однако все, знающие этого человека, категорически исключают такую вероятность. Мы – тоже. Зная о специфических методах работы некоторых наших правоохранителей, иной раз вместо настоящего расследования «назначающих» на роль преступника постороннего человека или попросту сводящих счеты с неудобными оппонентами, можно предположить, с чем связан арест Цагоева – ведь Игорь несколько лет занимался расследованием коррупции в правоохранительных органах.

МАЙ, 9
«Новая газета»
Газета «Московский комсомолец»
Радио «Эхо Москвы»
Телеканал «Дождь»
Forbes.ru
«Фонтанка.Ру»
Закс.Ру
Лениздат.Ру
«Новая газета» в Санкт-Петербурге
Радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге»
Движение «Хомячки» взяло на себя ответственность за DDoS-атаку на сайты ряда сетевых СМИ, предпринятую утром. Как говорится в видеообращении, размещенном на сайте «Хомячков», атака 9 мая направлена против «оскорбления памяти» павших, «домыслов и подтасовок фактов» о Великой Отечественной войне. DDoS-атаке подверглись сайты «Новой газеты», «Московского комсомольца», «Эха Москвы», телеканала «Дождь», Forbes.ru и ряда петербургских изданий – «Фонтанка.Ру», Закс.Ру, Лениздат.Ру, местной «Новой газеты» и «Эха Москвы в Санкт-Петербурге». Часть сайтов оказалась недоступна на несколько часов. «Дождь» сообщил о DDoS-атаке в фейсбуке. Главный редактор «Фонтанки.ру» Александр Горшков сообщил РИА Новости, что с утра 9 мая началась «очень серьезная» DDoS атака на сайт. Техническая служба пытается восстановить его работу. Василий Пускальн, главный редактор сайта «Эха Москвы в Санкт-Петербурге», также заявил, что в атаке на сайт он подозревает хакеров. В конце марта и в апреле сайт «Новой газеты» неоднократно подвергался DDoS-атакам. Издание обратилось к ФСБ с просьбой найти заказчиков атак. Ответственность за эти атаки также взяли «Хомячки», однако никаких санкций к ним применено не было.

МАЙ, 9
Андрей Новичков
В Москве на акции протеста на Чистых прудах задержаны 18 человек. Среди задержанных оказался корреспондент «Граней» Андрей Новичков, который снимал гуляния у памятника Абаю Кунанбаеву. По словам одной из задержанных, Андрея Новичкова при задержании ударили головой об автозак, к нему приехала машина скорой помощи. При задержании полицейские применяли болевые и удушающие приемы, всех задержанных доставили в ОВД «Басманное». Через некоторое время задержанные были отпущены без составления протоколов.

МАЙ, 9
Газета «За Навального»
В Кирове в штаб Навального пришли сотрудники по борьбе с экстремизмом и изъяли тираж газеты «За Навального». Ночью в штаб Алексея Навального, который устроили в Кирове после начала рассмотрения в городе уголовного дела в отношении оппозиционера, пришли сотрудники центра по борьбе с экстремизмом. Правоохранители изъяли весь тираж газеты «За Навального». Активист штаба добавил, что к ним приехала следственно-оперативная группа. Полицейские заявили, что к ним поступил сигнал, что «печатаются листовки экстремистского содержания». Однако чем вызван столь поздний визит и почему его нельзя было перенести на следующий день в штаб Навального, они не объяснили.

МАЙ, 10
СМИ Уфы
В Уфе был задержан молодой человек, который пытался сфотографировать сотрудников ППС. Точнее то, как они пресекают несанкционированную торговлю возле ТЦ «Центральный» – разгоняют бабулек, торговавшими зеленью и цветами. Молодого человека задержали и отвели в торговый центр, в служебное помещение. Там у него переписали паспортные данные, стали требовать предъявить телефон, якобы для проверки не краден ли он, провели личный досмотр, проверили вещи на наличие наркотиков... После стали требовать объяснения, зачем он их фотографировал. Задержанный оказался сотрудником одного из уфимских СМИ, фотографом. Он считает, что подобное поведение недопустимо, поэтому намерен требовать правосудия.

МАЙ, 11
СМИ Воронежа
В Воронеже на базе журфака ВГУ состоялся круглый стол, посвященный проблемам региональной аналитической журналистики. Мероприятие прошло в рамках ежегодной научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации». Заседание, в котором приняли участие журналисты и редакторы воронежских СМИ, преподаватели ВГУ и гости конференции, открыл декан журфака и резидент Гильдии аналитических журналистов Воронежа Владимир Тулупов. Он затронул тему журналистского образования, а также упомянул о соперничестве в медиасреде между профессионалами-журналистами и блогерами. Участники обсудили профессиональные требования к современной журналистской аналитике, ожидания аудитории, вопросы саморегулирования. Бурное обсуждение вызвали проблемы эффективности журналистской деятельности и конструктивного взаимодействия СМИ с региональной властью. Большинство выступавших согласилось, что журналистскому сообществу необходимо консолидировано искать эффективные рычаги воздействия на власть для привлечения ее ресурсов к рушению актуальных проблем региона.

МАЙ, 13
Газета «Калачеевские зори»
В Калачеевском районном суде (Воронежская область) рассматривается иск о защите деловой репутации к местной районной газете «Калачеевские зори». Поводом к судебному разбирательству стала публикация в газете, в которой говорилось о том, что в помещении, принадлежащем ООО «Интеграл», проводятся азартные игры. Опубликованный материал представлял собой пресс-релиз, полученный от отдела МВД по Калачеевскому району, и был подписан одним из его руководителей. Компания «Интеграл» обратилась в редакцию с требованием об опровержении. Ее представители заявили, что компания является владельцем упомянутого помещения, но сдает его в аренду. Таким образом, как считает руководство «Интеграла», фирма не имеет отношения к указанному правонарушению. Редакция газеты отказалась публиковать опровержение, ссылаясь на часть 3 статьи 57 ФЗ «О СМИ», так как опубликованный материал представлял собой официальное сообщение правоохранительных органов. После отказа в публикации опровержения представители ООО «Интеграл» обратились в суд с иском о защите деловой репутации. На первом заседании компания, помимо требования публикации опровержения, запросила компенсацию репутационного вреда в размере 100 тысяч рублей. Кроме того, суд привлек в качестве соответчика отдел МВД по Калачеевскому району Воронежской области. Следующее заседание состоится 28 мая. Интересы редакции газеты в суде представляет юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

МАЙ, 13
Алексей Глыва
В феврале этого года в городской суд города Энгельса (Саратовская область) обратился фотограф Алексей Глыва. Он заявил, что в рекламных баннерах, принадлежащих городской бесплатной справочной службе, используется сделанная им фотография моста через Волгу. Фотограф утверждал, что фото в рекламе используется незаконно. Он пытался решить конфликт с владельцем справочной службы предпринимателем Петровой в досудебном порядке, однако стороны не смогли прийти к согласию. Алексей Глыва подал иск к Петровой, в котором потребовал 60 тысяч рублей за нарушение исключительных авторских прав и 30 тысяч за нарушение личных неимущественных прав автора (так как не было указано, кто является автором снимка). В ходе судебного процесса ответчица попыталась переложить вину за нарушение закона на дизайнера, якобы готовившего макет баннера к печати. Но так как предоставить какие-либо доказательства вины дизайнера она не смогла, суд оставил это обстоятельство без внимания. Исковые требования фотографа суд удовлетворил частично, снизив размер компенсации: за нарушение исключительных авторских прав Алексей Глыва получит 20 тысяч рублей, а за нарушение личных неимущественных – 5 тысяч рублей. Интересы истца в суде представляла юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

МАЙ, 13
Дмитрий Краюхин
Прокурором Советского района Орла утвержден обвинительный акт по уголовному делу в отношении А. Чадаева. Он обвиняется в совершении преступления, а именно, в нанесение побоев. Напомним, что 17 апреля этого года А. Чадаев на ул. Ленина избил главного редактора информационно-аналитического правозащитного агентства «Центр-Рус» Д. Краюхина (см. монитор за апрель 2013 года). После утверждения обвинительного акта прокурором уголовное дело направлено мировому судье судебного участка №4 Советского района Орла.

МАЙ, 13
Елена Суслова
Татьяна Малышева
Собкор независимой краевой «Открытой газеты» по Кавказским Минеральным водам Ставропольский край) Елена Суслова подала иск о защите чести и достоинства к своей коллеге из казачьей газеты «Лик Кавказа» Татьяне Малышевой. Первая высказала в своем издании мнение по поводу приватизации курортных земель и давлении казаков на прокурора края. Вторая – в казацком издании – написала статью «Подробная инструкция по изготовлению клеветы», даже по заголовку которой видно, что она с мнением своей коллеги, мягко говоря, не согласилась. Одновременно Елена Суслова подала такой же иск на атамана местного казачьего общества Валерия Поматова, который в том же номере казачьей газеты дал комментарий к «инструкции». Суды первой инстанции – в Пятигорске (судья Феликс Бегиашвили) и в Железноводске (судья Анна Супрунова) в исках отказали. Судья Бегиашвили принял решение, не объяснив его никакими ссылками на действующее законодательство, видимо «исходя из собственного убеждения». А решение судьи Супруновой опиралось на лингвистическую экспертизу логопеда из Северо-Кавказского регионального центра судебной экспертизы Юлии Емельяновой. Эксперт-логопед ничего оскорбительного в «подробной инструкции по изготовлению клеветы» не увидел. Более того, решением суда теперь истица должна оплатить эту тщательную (39 листов) экспертизу. А это 95 тысяч рублей. А зарплата истицы – 15 тысяч. Итак, по мнению судьи Супруновой, ничего оскорбляющего нет в этих вот строках: «О том, что журналисты с легкостью продаются и покупаются, знают все. Недаром же профессию прозвали второй древнейшей»; «как мне кажется, задачей журналиста было не проводить «расследование», а выкопать выгребную яму и, наполнив ее помоями, искупать в ней нашу газету, все казачье окружение, да и вообще всех, вплоть до прокурора»; «список тех, кому не любы казаки… довольно объемен, при желании в нем можно найти человека и даже группу людей, которые без проблем простимулируют журналистскую проституцию». А также – «вывод не делает чести моим братьям-писакам», «параноидальное репортерское воображение», «умалишенный параноик», «продажные журналисты – иудины отпрыски». А судья Феликс Бегиашвили ничего уничижительного не нашел в откровениях атамана, назвавшего статью Сусловой «образцом лжи, хамства и грязи», а ее автора – «писака из никчемной газетенки», «обиженная жизнью, ненавидящая мир и окружающих истеричная особа», «полубезумная баба, видимо затаившая злость в основном на представителей мужского пола в ответ на то, что те игнорируют ее …сомнительную женскую привлекательность», «готовая по команде «фас!» броситься на любого, на кого укажут пальцем». На днях краевой суд подтвердил решение судьи Феликса Бегиашвили, и оно вступило в законную силу. То есть, краевая инстанция признала, что ничего оскорбительного и уничижающего журналистку в предыдущем абзаце нет! Елена Суслова намерена продолжать бороться. На вступившее в силу решение суда она подаст кассационную жалобу в президиум краевого суда, а решение первой инстанции оспорит в краевом суде.

МАЙ, 13
Газета «Звезда»
Ольга Шубина
, дочь бывшего мэра Перми и действующего члена Совета Федерации РФ Игоря Шубина, сумела восстановить срок на подачу апелляционной жалобы и выиграть у краевой газеты «Звезда» компенсацию в 5 тыс. руб. за упоминание о том, что в 2008 году жаловалась в милицию на побои и угрозу убийством со стороны своего мужа Артема Лукина. Когда дайджест ФЗГ № 602 от 18 февраля 2013 года сообщил о проигранной дочкой сенатора судебном споре, у журналистов имелось заверенное гербовой печатью, вступившее 25 января 2013 года в законную силу решение Мотовилихинского районного суда Перми о полном отказе в удовлетворении исковых требований Шубиной (см. монитор за февраль 2013 года). В дайджестах № 541, 560, 561, 576 и 592 рассказывалось о тяжбе, начатой после публикации «Судимым быть…» в выпуске пермской газеты «Звезда» от 1 марта 2010 года. Публикация о трёх судимостях Лукина за грабёж, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом и мошенничество в особо крупном размере не понравилась Ольге Шубиной (ранее Лукиной) – теперь бывшей жене осуждённого. Условно-досрочно освободившийся из колонии Лукин и Шубина в январе 2012 года одновременно вчинили журналистам иски на общую сумму 1,5 млн руб. После представленных ответчиками в Мотовилихинский районный суд Перми письменных объяснений и документальных доказательств о достоверности публикации Лукин перестал являться на слушания гражданского дела – и его иск был оставлен без рассмотрения. Возобновленное производство по иску Шубиной завершилось 11 декабря 2012 года отказом в удовлетворении всех заявленных требований. Изготовленное 24 декабря мотивированное решения не было обжаловано. Однако затем истица попросила восстановить срок для подачи апелляционной жалобы, и судья Анна Славинская 7 марта удовлетворила такое пожелание. На заседание Пермского краевого суда 13 мая Шубина и её адвокат не явились. Апелляционная инстанция изменила прежнее решение. В изготовленном 23 мая мотивированном определении ЗАО «Редакция газеты «Звезда» поставлена в вину фраза: «В дежурной части УВД по Ленинскому району г. Перми 21.10.2008 под № 29320 зарегистрировано заявление Ольги Игоревны Лукиной (урожденной Шубиной) о том, что муж Артем Викторович Лукин нанес побои и угрожал убийством». По мнению судебной коллегии, эти сведения основаны на обстоятельствах семейной жизни истицы и такое распространение информации, безусловно, требовало получения согласия истицы в порядке ст. 49 Закона «О СМИ». При этом краевой суд вышел за пределы апелляционной жалобы, где эта фраза не оспаривалась. Но и обошел стороной приведенные в публикации данные о том, что на момент избиения обвиняемый Лукин находился в федеральном розыске. А также сведения из решения районного суда, где со ссылкой на полицию указано: заявление Лукиной (Шубиной) 7 ноября 2008 года было направлено для рассмотрения мировому судье участка № 20 Ленинского района Перми. Таким образом, официальные обращения граждан с требованием к властям привлечь того или иного родственника к уголовной ответственности пермское правосудие отнесло к их частной жизни.

МАЙ, 13
Дмитрий Алешковский
Дорогомиловский суд Москвы прекратил дело против блогера и фотографа Дмитрия Алешковского, который был задержан правоохранительными органами 14 марта текущего года в московском аэропорту «Пулково». О прекращении дела блогер заявил сам в собственном Твиттере. При этом официальное подтверждение информации на данный момент отсутствует. Напомним, что ранее сообщалось о том, что Алешковский совместно с двумя своими друзьями был задержан в столичном аэропорту «Пулково» за неповиновение требованиям полиции и несанкционированную съемку на третьем этаже здания аэропорта (см. монитор за март 2013 года).

МАЙ, 13
Газета «За Навального»
В Кирове сотрудники полиции изъяли почти 100 тысяч газет «За Навального», которые планировалось распространить по почтовым ящикам через одну из служб доставки города. С одной из фирм города был заключен договор на распространение газет «За Навального». Тираж газеты уже был распределен между курьерами, которые и должны были разнести газету по ящикам, но к каждому из них пришли сотрудники полиции и изъяли газеты. Всего было изъято около 100 тысяч газет. Данного тиража хватило бы для того, чтобы почти каждая кировская семья узнала о том, кто такой Алексей Навальный, о том, за что его судят, а также о том, почему не стоит доверять Путину, и как «пилят» деньги на олимпиаде в Сочи. Поводом для изъятия стало поступившее заявление от гражданина о том, что в газете содержаться экстремистские материалы. Ранее, в ночь на 9 мая, в штабе поддержки Алексея Навального во время осмотра были изъяты все агитационные материалы, включая более трехсот газет «За Навального». Руководитель кировского «Народного Альянса» Виталий Брамм прокомментировал случившееся: «Сразу после того, как у нас в штабе прошел обыск, я безуспешно пытался связаться с фирмой, которая должна была распространить тираж газеты «За Навального», но из-за праздничных дней мне этого сделать не удавалось. Сегодня я с ними связался и узнал об изъятии газет. Руководитель курьерской фирмы боится рассказывать мне подробности изъятия. Я написал ей письменную претензию и сегодня жду от нее ответ».

МАЙ, 14
Телерадиокомпания Усть-Кута
Кражу в телерадиокомпании города Усть-Кута (Иркутская область) раскрыли полицейские Приангарья. 22-летний местный житель похитил ноутбук и деньги одного из журналистов. Установить личность злоумышленника помогли видеокамеры наружного наблюдения, которые были установлены в редакции. Об этом РИА IrkutskMedia сообщили в пресс-службе ГУ МВД по Иркутской области. «Просмотрев видеозапись с камер наружного наблюдения, дежурный следователь узнала человека, который был частым гостем в отделе полиции. Сыщики начали розыск 22-летнего местного жителя и вскоре задержали его. Молодой человек, который ранее неоднократно привлекался к уголовной ответственности за совершение имущественных преступлений, сознался в содеянном, и рассказал, кому сбыл похищенное. Оперативники быстро установили скупщика краденого, и вернули ноутбук законному владельцу. По факту кражи возбуждено уголовное дело по статье 158 УК РФ («Кража»). Проводится следствие», – рассказали в пресс-службе регионального силового ведомства.

МАЙ, 14
Все СМИ
Вопрос об избрании меры пресечения курсанту Илье Комарову, подозреваемому в двойном убийстве на проспекте Стачек в Санкт-Петербурге, будет решаться без сотрудников СМИ. Об этом Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд попросили представители следствия и обвинения. Просьбу также поддержал подозреваемый. К началу заседания в зале собралось более двух десятков журналистов. Подозреваемого доставили под усиленным конвоем. Вокруг клетки выставили четырех полицейских, кроме того, вооруженные сотрудники ОМОН разместились у входа в зал суда и на этаже. До того как представителей прессы попросили покинуть зал заседания, суд успел проверить личность подозреваемого и других участников процесса. Илья Комаров вел себя крайне спокойно, не скрываясь от камер, однако любые вопросы журналистов игнорировал. Напомним, по факту жестокого убийства было возбуждено уголовное дело по п «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство двух лиц»). В ходе оперативно-разыскных мероприятий был установлен и задержан подозреваемый. Им оказался 20-летний Илья Комаров – курсант 4-го курса военного института внутренних войск РФ, он проживает в одном подъезде с потерпевшими.

МАЙ, 14
Телеканал «Заречный ТВ»
В ФЗГ поступила информация о конфликте в городе Заречном Свердловской области. «В марте 2012 года состоялись выборы главы городского округа Заречный, по итогам которых победил Василий Ланских. С тех пор начались открытые попытки воздействия на редакционную политику муниципального телеканала «Заречный ТВ» и ограничения свободы слова. Директора и редактора телекомпании вызывали к главе города, где «настоятельно рекомендовали» сменить настрой новостей, поступали звонки с требованием снять с эфира «неудобные» материалы. Однако журналисты не поддавались давлению и продолжали сохранять независимую политику подачи информации. До тех пор, пока директора Александра Воробьёва не вынудили отказаться от должности директора. Он был уволен 29 апреля 2013 года. На следующий день глава Василий Ланских представил журналистскому коллективу телеканала двух новых руководителей: Александра Журавлёва (журналиста из Екатеринбурга) в качестве нового директора и его заместителя Михаила Батурина (политтехнолога главы городского округа Заречный). В. Ланских подчеркнул, что местное ТВ нужно менять: оно должно в первую очередь отстаивать интересы городской власти. М. Батурин был представлен коллективу как человек, отвечающий за содержание новостных программ. Замдиректора пообещал проводить с журналистами ежедневные планерки, на которых будет давать установки, что нужно выпускать в эфир и как это делать, а что не нужно. Также он указал на необходимость сокращения количества политических и проблемных тем в новостях. Именно в этот день весь творческий коллектив телекомпании уволился, не согласившись работать в условиях цензуры», – говорится в письме, которое подписали восемь уволившихся сотрудников. Далее они сообщают: «Уволенный коллектив учредил новое средство массовой информации и договорился с местным оператором кабельного телевидения на трансляцию своего телеканала. Сразу после праздников, 13 мая, журналисты планировали сделать свой первый эфир в рамках нового СМИ. Однако власти города предприняли попытку оказать давление на кабельного оператора с требованием не дать возможность частному каналу выходить в эфир. В противном случае пригрозили кабельщикам устроить большие проблемы с ведением бизнеса на территории Заречного. Не желая рисковать, кабельный оператор отказал журналистам в трансляции их программ. В то же время, чтобы не портить отношения с городской властью, кабельщики согласились бесплатно транслировать в своих сетях муниципальный канал. Вот только коллектив, который бы делал новости по заказу муниципалитета, новым руководителям собрать так и не удалось. Для создания новостей временно были наняты специалисты из Екатеринбурга, которые к слову, не смогли подготовить выпуск новостей к вечеру понедельника. А чтобы наказать несговорчивых журналистов, глава города Василий Ланских инициировал проверку финансовой деятельности муниципальной телекомпании за период руководства бывшего директора Александра Воробьёва. По информации источников из администрации города, контролирующим органам была дана команда – во что бы то ни стало найти компромат». В ближайшие дни журналисты намерены провести в городе акцию протеста. Они пройдутся по городу с заклеенными ртами, символизируя этим отсутствие свободы слова в городе.

МАЙ, 15
Владимир Прокушев
Интернет-журнал «7x7»
Газете «Красное знамя»
В столице Коми Сыктывкаре начался суд по иску общественника и депутата Альмира Бадыкова к блогеру Владимиру Прокушеву, интернет-журналу «7x7» и газете «Красное знамя». Истец в суде намерен защитить свою честь, достоинство и деловую репутацию, которые, по его мнению, пострадали из-за размещенных материалов на упомянутых информационных ресурсах, а также в личном блоге Прокушева. 19 февраля 2013 года на сайте прокуратуры Коми появилась информация о том, что специалисты усинского надзорного ведомства провели проверку эффективности использования бюджетных средств по муниципальной программе «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» МО ГО «Усинск» на 2010 год» и выявили нарушения в деятельности ООО «ФАМ». 20 февраля на портале «7x7» был размещен официальный пресс-релиз прокуратуры, в котором сообщалось о возбуждении уголовного дела по статье 159 УК РФ («Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности»). Далее в тексте на портале «7x7» указывалась цитата из поста В. Прокушева, размещенного в его блоге 19 февраля: «Знакомьтесь – Бадыков Альмир Ахнафович, генеральный директор этого самого ООО «ФАМ», фигурирующего в деле. Судя по информации из открытых источников, ему принадлежали еще несколько организаций». Информацию из блога на своем сайте разместило и «Красное знамя». Согласно исковому заявлению, Альмир Бадыков считает, что сведения, распространенные в блоге, а также в двух СМИ, опорочили его честь, достоинство и деловую репутацию, причинили моральный вред. А. Бадыков утверждает, что с августа 2011 года не является гендиректором ООО «ФАМ». По возбужденному делу нет решения суда, в качестве свидетеля либо подозреваемого он не допрашивался, какие-либо обвинения в его адрес не предъявлялись. Истец просит суд признать сведения, распространенные ответчиками, не соответствующими действительности, порочащими его честь и достоинство и обязать интернет-журнал «7x7», газету «Красное знамя» и В. Прокушева опубликовать опровержение и взыскать с каждого по 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.

МАЙ, 16
«Комсомольская правда»
Роскомнадзором было установлено и задокументировано, что на страницах «Комсомольской правды» в материале «Политик Леонид Гозман заявил: «Красивая форма – единственное отличие СМЕРШ от СС» допущены высказывания, нарушающие требования Федерального закона «О средствах массовой информации» и Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности. Речь идет о статье Ульяны Скойбеды о высказываниях директора по гуманитарным проектам «Роснано» Леонида Гозмана по поводу СМЕРШ и СС. Как сообщалось, в первой версии, которая была опубликована 13 мая, материал имел подзаголовок «Порою жалеешь, что из предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров. Меньше бы было проблем». Позже, 15 мая, на сайте его заменили на «Либералы пересматривают историю, чтобы выбить у нашей страны почву из-под ног». В статье Скойбеда сетовала, что либералы намеренно «переоценивают и оплевывают все, что связано с войной» и «ведут нас от Победы – к лузерству». «Что там спецслужбы-то наши? Не хотят вспомнить опыт СМЕРША?», – завершала свою статью сотрудница «Комсомолки». Между тем Госдума поручила трем своим комитетам проверить высказывания Гозмана. Как заявил вице-спикер Госдумы Иван Мельников, если авторство высказываний о сходстве СМЕРШ и СС подтвердится, то для депутатов подготовят предложения, как на них реагировать. В свою очередь, Гозман заявил, что не собирается отказываться от своих слов. Решение о проведении проверки он назвал свидетельством «движения к подавлению инакомыслия и контролю не только за действиями, но и словами граждан».

МАЙ, 16-17
СМИ Ставропольского края
В Пятигорске (Ставропольский край), в резиденции полномочного представителя президента РФ в СКФО Александра Хлопонина прошли два мероприятия, в которые кулуарно обсуждались значимые для общества темы. Сначала прошел «круглый стол», посвященный спорным вопросам землепользования в субъектах федерального округа. На него журналистов вообще не позвали. Земельный вопрос – самый острый на Ставрополе. Сколько глав муниципалитетов погрязло в коррупционных уголовных делах, связанных с земельными отношениями! За предоставление земельных участков дают взятки, по дешевке скупают землю. И вот проводится обсуждение темы, которое без участия представителей СМИ вообще не имеет смысла. Видимо, проводится для галочки. Для нее, родимой, и принятые после этой пустопорожней болтовни рекомендации: «Участники круглого стола выразили консолидированное мнение о необходимости расширения существующих ныне механизмов диалога по земельным вопросам». Если учесть, что рекомендации участников «круглого стола» пишутся заранее, при подготовке самого мероприятия, то такая забота о «расширения диалога» заранее спланированного междусобойчика не может не вызвать смеха. На второе мероприятие – совещание с участием министра транспорта РФ Максима Соколова, журналистов позвали. Они прошли аккредитацию, досмотр при входе в здание, пятнадцатиминутное ожидание – совещание началось с запозданием… Но так ничего и не узнали о «развития авиационной инфраструктуры и пригородных железнодорожных перевозках на территории Северо-Кавказского федерального округа». Потому что через 15 минут после начала совещания журналистов попросили из зала и выключили трансляцию для тех, кто наблюдал совещание в холле, с экрана. Без объяснения причин и извинений. А те сведения, что прозвучали в течение этих пятнадцати минут, уже были известны с прошлых совещаний и интервью министра, которые можно выудить из Интернета. Вряд ли сам министр заинтересован в таком некачественном освещении своего визита и недовольстве пишущей братии. Судя по тому, как он накануне поездки в регион раздавал интервью федеральным СМИ, в частности, «Эху Москвы» и телеканалу «Россия-24», он – человек открытый и не боящийся ни острых вопросов, ни импровизации. Глава полпредства тоже вряд ли в такие детали вникает – не царское дело. Ведущий специалист департамента по внутренней политики полпредства, отвечающий за работу со СМИ – наш бывший коллега, а значит, знает, насколько плодотворен для сотрудничества масс-медиа и власти доступ к информации. Так кто же дает отмашку на такие ограничения? Условия, в которых в полпредстве осуществляется доступ к информации, и которые смело можно назвать препятствующими профессиональной деятельности журналиста – постоянная и долговременная практика полпредства. Председатель краевой ставропольской организации СЖ РФ Василий Балдицын подтверждает: «Аппарат полпреда ведёт себя по-хамски, о чём мы неоднократно говорили как Хлопонину, так и его сотрудникам, но у них иное мнение, и даже на публикации в резком тоне они не реагируют». Подумаешь, не узнали журналисты, а вместе с ними и общество о проблемах землепользования и авиа- железнодорожных проблемах! Может, достаточно, что о них знает кто-то избранный? Но транспорт и земля, которая на Кавказе на вес золота, такие сферы жизни, где замалчивание проблем напрямую влияют и на безопасность, и на жизнь.

Так, на следующий день после кулуарных мероприятий был расстрелян бывший глава Пригородного сельского совета Предгорного района. Как считает независимая пресса, с которой он активно сотрудничал, поводом для покушения могла послужить его принципиальность в земельных вопросах. И произошел инцидент со ставропольским самолетом во Внуково. Как рассказал пассажир злополучного лайнера, депутат краевой думы Андрей Разин, только ему, пассажиру бизнес-класса, стюардесса шепнула о предстоящей жесткой посадке. Пассажиров эконом-класса стюардесса не посчитала нужным предупредить. Таково свойство дозированной гласности.

МАЙ, 17
Станислав Поздняков
Тверской районный суд Москвы в марте 2013 года счел вину Станислава Позднякова, работающего редактором в ООО «Ай-с-с пресс», полностью доказанной и приговорил его к 2 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком на 3 года. Поздняков осужден по части 1 статьи 318 УК РФ («Применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей»). 1 апреля 2012 года Поздняков принимал участие в прогулке по Красной площади с белыми лентами. В тот день площадь оказалась «закрыта на ремонт», около 30 человек были задержаны. В Тверском ОВД один из полицейских ударил активиста по лицу. «В отделении полиции на меня накинулся сотрудник, я пытался защищаться. Насилия в отношении него не применял», – рассказал сам Поздняков. По версии правоохранителей, в процессе рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности задержанный предпринимал попытки покинуть помещение территориального отдела МВД, в связи с чем сотрудник полиции был вынужден преградить ему выход. Поздняков набросился на младшего сержанта полиции и причинил ему побои, сообщает прокуратура Москвы. Проверялась версия Позднякова о его непричастности к избиению представителя власти. Она была отклонена после опроса свидетелей и исследования письменных доказательств. Осужденный обжаловал приговор в вышестоящую инстанцию, однако Московский городской суд 17 мая отклонил его жалобу, а приговор оставил без изменений.

МАЙ, 17
Газета «Питер-Инфо»
Газета «Самара-Инфо»
Бесплатная газета «Питер-Инфо», принадлежащая московскому издательскому дому «Медиа Инфо Групп», не выплачивает сотрудникам заработную плату уже более 3 месяцев. Журналисты готовят документы для подачи исков к работодателю. Холдинг «Медиа Инфо Групп» выпускает газеты в Москве, Петербурге, Самаре и Лондоне. Помимо серии изданий, объединенных названием «Инфо», медиагруппа является издателем ряда глянцевых корпоративных журналов. В редакции «Питер-Инфо» работает около 10 человек, задолженности перед каждым из сотрудников варьируются от 44 до 80 тысяч рублей. Придя на работу утром 22 апреля, сотрудники «Питер-Инфо» не смогли попасть в офис – на рабочее место журналистов не пустила охрана бизнес центра «Черная Речка». На входе сообщили, что офис ЗАО «Медиа Инфо СПб» опечатан за неуплату аренды. Генеральный директор «Питер-Инфо» Алексей Синельников, с которым позже удалось связаться сотрудникам, сообщил, что проблема в том, что «Москва не дает денег на аренду». И попросил журналистов «подождать». По версии московского руководства, события развивались иначе. Генеральный директор ИД «Медиа Инфо Групп» Елена Сульдина рассказала Лениздат.Ру, что договор аренды не был бы прерван, если сам Синельников его не разорвал. «Я лично разговаривала с представителем арендодателя, который мне сказал, что неоднократно предупреждал Синельникова: офис закроют, если он не оплатит аренду в срок, – сообщила она. – За апрель был обеспечительный платеж. Мы (прим. ред: московское руководство) договорились, о том, чтобы договор аренды был восстановлен и заплатили деньги также и за май». Долги сотрудникам петербургской редакции составляют более 500 тысяч рублей. Помощник руководителя «Медиа Инфо СПб» Виктория Бевзюк рассказала, что она последний раз получала заработную плату вовремя в июне 2012 года. «После этого пошли задержки, хотя деньги и выплачивали потихоньку. А с февраля их перестали выплачивать совсем. При этом нам говорили: зарплата будет, когда вы будете выполнять нормы по установленному бюджету. Мы почему-то верили». Версия московских учредителей отличается и здесь. По словам Елены Сульдиной, согласно бухгалтерским документам в компании числятся только те сотрудники, которые были оформлены на работу прошлым директором. «Мы подняли всю документацию, – сообщила Сульдина. – Бухгалтерия не обнаружила фамилий обратившихся к нам сотрудников. Похоже, что при оформлении на работу Синельников допустил нарушения». 14 мая работники «Питер-Инфо» подали общее заявление в трудовую инспекцию и в прокуратуру. Московское руководство, в свою очередь, пообещало прислать в Петербург нового генерального директора, который должен будет установить график погашения задолженности. По некоторым данным, медиагруппа имеет задолженности и перед сотрудниками самарской редакции. В комментарии Лениздат.Ру сотрудники структуры, пожелавшие остаться анонимными, сообщили, что не получали денег за свою работу с декабря 2012 года. «Мы уже подали иски в суд и они были приняты к рассмотрению», – прокомментировали ситуацию журналисты «Самара-Инфо», добавив, что намерены бороться с недобросовестными работодателями вместе с петербургскими коллегами.

МАЙ, 17
«Грани.Ру»
Роскомнадзор вынес изданию «Грани.ру» повторное предупреждение о недопустимости разжигания религиозной розни, сообщил сайт ведомства. «Роскомнадзор вынес изданию «Грани.ру» второе письменное предупреждение о недопустимости возбуждения религиозной розни за повторное размещение 24 апреля на страницах своего сайта иллюстрации изображения, стилизованного под православную икону, к материалу «Судите ж вы, какие розни», – говорится в сообщении. Ранее издание уже получало письменное предупреждение об аналогичном нарушении за публикацию материала «Артем Лоскутов оштрафован за футболки «СВБД ПСРТ». Роскомнадзор вновь требует от редакции незамедлительно удалить иллюстрацию и сообщить о выполнении требования в службу.

МАЙ, 18
Все СМИ
В ряде городов России прошли митинги под лозунгом «СМИ, хватит лгать!». Борьбу с прессой объясняют желанием «спасти информационное пространство страны от влияния иностранных агентов». Под последними подразумеваются все средства массовой информации: как оппозиционные, так и государственные. Но акции собрали столь мало людей, что не привлекли внимание общественности. Или в замалчивании виноваты все те же журналисты-агенты? Депутат Государственный Думы от фракции «Единая Россия» Евгений Федоров пояснил в интервью «ЗАКС.Ру», что митинги проводит «Национальное освободительное движение». Организаторы выступают против «двуличной политики» средств массовой информации. Вместе с тем, по словам депутата, требовать закрытия СМИ никто не намерен. Достаточно «спасти» их от зарубежного влияния, которое якобы четко видно в редакционной политике. Но массового протеста не получилось: на митинги не пришли даже запланированное число сторонников. Например, в Санкт-Петербурге вместо 500 человек собралось около 80. Организаторы подстраховались: накануне субботней акции они заявили, что СМИ вряд ли расскажут о ней, поскольку это означает «признание вины». На самом деле, как поясняют в опрошенных корреспондентом Фонда защиты гласности информационных агентствах и редакциях других СМИ, акция не вызвала общественного интереса. Ее формат и неконкретные требования, агрессивные высказывания и исключительно негативная оценка всей российской журналистики не будет иметь успеха среди массовой аудитории. «Хотя российских журналистов не любят, – поясняет выпускающий редактор одного из информационных агентств, – но, все же, массовый зритель не готов согласиться, что его любимые телепередачи и сериалы – враждебные». А ведь именно это объявили организаторы, упомянув среди основных «врагов» ведущие прогосударственные СМИ: «Первый канал», телеканал «Россия», «НТВ». Напомним, что исполнители другой недавней акции против СМИ – DdoS-атаки 9 мая 2013 года поступили иначе: они выделили группу пусть разнородных, но все же менее поддерживаемых государством и массовой аудиторией интернет-ресурсов, и весь свой удар нацелили только на них. По итогам прошедших митингов принято решение о поддержке двух законопроектов, подготовленных патриотично настроенными депутатами. Первый из них – о создании национальной системы рейтингов, которые заместят сегодняшние измерения популярности СМИ и их аудиторий. По мнению активистов, нынешние рейтинги заставляют журналистов публиковать негативную информацию. Второй законопроект посвящен саморегулированию СМИ. Он-то и позволит изгнать «иностранных агентов» из редакций. Механизм напоминает чистку от контрреволюционных элементов при советской власти: будут созданы некие органы (комиссии или организации), которые будут иметь право выносить решение о виновности журналиста во «лжи». После ряда предупреждений СМИ будет обязано уволить сотрудника. Главное отличие от советского времени: «личное дело» будет рассматриваться только по заявлению от любого жителя страны, а не по инициативе самой комиссии. Кстати, если речь идет о саморегулировании, то подобного рода механизм (без репрессивных коннотаций) может быть отличным инструментов для контроля за соблюдением профессиональной этики. Именно по такому принципу работает Большое жюри Союза журналистов. Еще одна проблема, которую намерены решать активисты, – отбор кадров и профессиональная подготовка журналистов. «Если ты хочешь уничтожить Россию, тебе гарантирована карьера в СМИ – пройдешь на самый верх, тебя поддержит посольство США», – убежденно заявил Евгений Федоров в интервью «ЗАКС.Ру».

МАЙ, 20
СМИ Карелии
В начале 2000-х годов в Карелии существовало министерство по делам печати, информатизации и средств массовой информации республики, которое довольно быстро превратилось в инструмент преследования инакомыслия. В результате журналисты прозвали ведомство «министерством правды», то есть агитации и пропаганды. Бесконечные конфликты, в том числе и судебные, стали вредить уже самому правительству (возникал устойчивый образ «душителей прессы»). В результате минпис – так сокращённо в редакциях именовали министерство по делам печати – был закрыт и функции «взаимодействия» отошли сначала министерству культуры, а потом переданы в министерство по делам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и средствами массовой информации. В миннаце работал специалист, отвечавший за взаимодействие с редакциями. С приходом нового губернатора Карелии А. Худилайнена возникла идея возродить деятельность минпечати, однако после зондажа ситуации было выяснено, что отношение к замыслу в обществе критическое, и тогда решили сформировать отдел внутри уже существующего министерства. Работать в нём станут четверо специалистов, отвечать за данное направление работы станет заместитель министра. На днях завершился конкурс, и замминистром по СМИ утвержден вчерашний заместитель руководителя администрации главы Карелии Александр Рыбаков, в должностные обязанности которого и прежде входило «взаимодействие», но исполнял он эту работу в недрах губернаторской администрации. Потому наблюдатели сочли факт конкурса простой формальностью, когда результаты были ожидаемы. А. Рыбаков – многолетний партийный работник, долгие годы трудившийся в исполкоме политсовета партии «Единая Россия» в Алтайском крае, потом был приглашён на работу в центральный аппарат «ЕдРа» и каким-то образом, попав на глаза А. Худилайнену, назначенному главой Карелии, А. Рыбаков осенью прошлого года попал в губернаторскую администрацию. Надо заметить, что в окружении нового главы республики, прежде возглавлявшего Гатчинский район Ленинградской области и короткое время бывшего спикером Законодательного собрания Ленобласти, много приглашенных специалистов. Почти все ключевые должности в правительстве вручены Худилайненым людям, приглашенным в Карелию из других субъектов Российской Федерации, точнее трёх – Петербурга, Ленинградской области и почему-то Алтайского края (например, пресс-секретарь губернатора тоже оттуда). Новый зам министра, комментируя своё назначение, сказал, что перед ним стоит задача сделать работу медийных ресурсов, получающих бюджетное финансирование, эффективным.

МАЙ, 20
СМИ Челябинской области
Шестеро редакторов из Ассоциации городских и районных газет «Пресса» встретились с кандидатом (так он сам представился) на должность начальника информационно-аналитического центра администрации Челябинской области Рифатом Абдрашитовым, который намерен занять это место в правительстве области, которое со скандалом покинул Александр Полозов. Задание погасить конфликт с редакторами, судя по всему, для Рифата – тест на соответствие должности, претендентом на которую он является. И молодой человек всеми силами старается влезть в чиновничий мундир. Предлогом для встречи явилось намерение властей урегулировать конфликт с редакторами городских и районных газет. Последние подняли бунт на стопроцентно идеологически зачищенной палубе. Их лозунги: долой тотальную цензуру, тупой чиновный пиар и финансовый гнет АНО «Объединенная редакция «Губерния» – совместного детища чиновников и семьи медиа-магнатов Филичкиных. «Губерния» фактически залезла в карман нищих районок, которых вынуждают отплачивать распространение этого пиар-продукта за свой счет. Особенно возмутило газетные коллективы постановление регионального правительства о порядке распределения в 2013-2015 годах ежегодной субсидии в десятки миллионов рублей якобы для поддержки городских и районных газет: документ откровенно заточен под упомянутую АНО – в конечном итоге эта структура могла распоряжаться бюджетными средствами по своему усмотрению. Так бы и случилось, не разразись в апреле грандиозный скандал. Намерение освоить бюджет единолично было остановлено фактически в зародыше. 24 редактора написали заявление в прокуратуру. Ответ на него надзорное ведомство должно было дать 9 мая, однако оно продлило сроки расследования в связи с необходимостью изучить большое количество запрошенных в ЗСО и правительстве области документов. Что нового сказал на встрече с редакторами Абдрашитов? Да ничего. Рассерженные редакторы газет не захотели встречаться с ним в министерстве социальных отношений, где с недавнего времени поселилась госпожа Юрова, директор АНО «Объединенная редакция «Губерния». И где, по словам Абдрашитова, для редакторов накрыли стол. «Бунтовщики» предпочли встретиться на нейтральной территории – в расположенном поблизости кафе. Три часа Абдрашитов уговаривал их заключать договоры на распространение «Губернии» с Филичкиным. На вопрос редакторов о юридическом статусе этого господина им ответили: это доверенное лицо. Иными словами, смотрящий. Стало ясно, что власть намерена договариваться по понятиям. На деле это означало все ту же идеологическую кабалу, тиски цензуры и копеечка на счет, если будешь послушным. Ну не хотят власти отпускать районные газеты – средство оболванивания электората перед предстоящими в 2015 году выборами – в свободный экономический рынок. Хотят рулить ими и дальше, обещая поддержку, заманивая денежкой и диктуя свои условия. Нью-Полозов и шантажировал редакторов (если не подпишите договора, вообще ничего не получите за распространение «Губернии»), и запугивал, и пытался «наставить на путь истинный». Как поняли редактора, больше всего власть раздражает поднятый в прессе и на интернет-форумах шум, сделавший скандал достоянием гласности. К чести редакторов, они заняли принципиальную позицию, которая сводится к следующему: мы понимаем, что живем в полукриминальном государстве, но договариваться по понятиям не намерены. Пусть прокуратура даст ответ, правомерно ли учреждено АНО «Объединенная редакция «Губерния» и соответствует ли действующему законодательству утвержденный правительством области порядок распределения субсидий. Проговорив почти три часа и поняв, что несколько раз ходят по одному и тому же кругу, «высокие договаривающиеся стороны» к единому мнению так и не пришли.

МАЙ, 20
Сергей Челеевский
В Красноярске футбольный клуб «Енисей» лишил журналиста аккредитации из-за критики. Об этом заявил сам журналист Сергей Челеевский в своем блоге. По его словам, в издании, где он работает, было опубликовано мнение красноярского болельщика Алексея Курникова, который выразил недоумение политикой руководства команды. «Сегодня автора этих строк поставили перед фактом: аккредитации лишен, в ложу прессы и на тренировки команды вход заказан», – пишет Сергей Чалеевский. Однако в пресс-службе ФК корреспонденту PL сообщили, что никого лишать аккредитации не собираются.

МАЙ, 21
Анна Политковская
Дело об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской передано в Мосгорсуд. На скамье подсудимых окажутся предполагаемый организатор преступления Лом-Али Гайтукаев, бывший оперативник Сергей Хаджикурбанов, предполагаемый киллер Рустам Махмудов и его братья – Ибрагим и Джабраил. Заказчик убийства по-прежнему не установлен. Заместитель генпрокурора России Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение по уголовному делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Подсудимым вменяется «убийство лица в связи с выполнением им общественного долга организованной группой лиц по найму» (пп. «б», «ж» и «з» ч. 2 ст. 105 УК) и незаконный оборот оружия (ч. 3 ст. 222 УК). Дело передано в Мосгорсуд и, по ходатайству фигурантов, будет рассматриваться коллегией присяжных заседателей. Как полагает следствие, в июне-июле 2006 года Гайтукаев получил в Москве заказ на убийство Политковской. Заказчик преступления следствием так и не был установлен. Мотивом, по мнению следствия, стало недовольство журналистскими расследованиями и публикациями обозревателя на страницах «Новой газеты». Как отмечает Генпрокуратура, за убийство заказчик предложил Гайтукаеву $150 тысяч. Для организации преступления Гайтукаев привлек руководителя оперативного подразделения ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова, бывшего оперативного сотрудника Хаджикурбанова и троих родственников – братьев Махмудовых, считают следователи. Роль Павлюченкова заключалась в установлении фактического местонахождения Политковской, распорядка ее дня и маршрутов передвижения. Используя должностное положение, он организовал негласное наблюдение за журналисткой подчиненными сотрудниками и передавал полученную информацию Гайтукаеву, сообщает Генпрокуратура. «По его же указанию Павлюченков приобрел орудие убийства – пистолет с боеприпасами и приспособлением для бесшумной стрельбы, которое передал исполнителю убийства – Рустаму Махмудову», – говорится в сообщении. Дело в отношении Павлюченкова было выделено в отдельное производство, так как он признал вину и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве. В конце 2012 года он был приговорен к 11 годам колонии строгого режима (см. монитор за декабрь 2012 года). Хаджикурбанов же, по версии следствия, стал координировать действия преступной группы после ареста Гайтукаева за ранее совершенное покушение на убийство на Украине. Получив информацию о распорядке дня журналистки, 7 октября 2006 года братья Махмудовы заняли свои позиции на пути следования Политковской. Увидев ее за рулем автомобиля, Ибрагим Махмудов сообщил об этом своему брату Джабраилу, а тот в свою очередь – Рустаму, который вошел в подъезд дома, где проживала Политковская, и стал дожидаться ее прибытия, считают следователи. Когда журналистка вошла в лифт, Рустам Махмудов произвел в нее пять выстрелов, после чего сел в ожидавший его автомобиль и скрылся, утверждают следователи (см. монитор за октябрь 2006 года). Пистолет киллер оставил на месте преступления. «Обстоятельства, непосредственно предшествующие убийству, объективно установлены записями с видеокамер наружного наблюдения, детализацией телефонных соединений и заключением экспертизы, установившей идентичность автомашины Махмудовых и ее изображения с камер наружного наблюдения», – отмечает Генпрокуратура. Ранее осужденный Павлюченков подтвердил обстоятельства совершенного преступления и опознал огнестрельное оружие как переданное Махмудову. Гайтукаев в данное время отбывает 15-летний срок по обвинению в организации покушения на председателя правления ООО «Славутич-Регистратор» Геннадия Корбана. Процесс в отношении Хаджикурбанова и братьев Махмудовых начался еще в 2008 году, но доказать вину фигурантов (на скамье подсудимых не было только Рустама Махмудова) в суде не удалось. В феврале 2009 года присяжные оправдали их за недостатком доказательств, но позже Верховный суд России отменил приговор и вернул дело в Генпрокуратуру. Хаджикурбанова во время процесса по делу Политковской обвинили еще и в вымогательстве $350 тысяч у Павлюченкова. Джабраил и Ибрагим Махмудовы находятся под подпиской о невыезде, а их брат Рустам был задержан 31 мая 2011 года в родном селе Ачхой-Мартан в Чечне.

МАЙ, 21
Анатолий Цыганков
Депутаты парламента Карелии не единожды критически отзывались о работе республиканского министра юстиции К. Этингофа. Их главная претензия к нему сводится к тому, что из недр правового ведомства, которым он руководит, в парламент поступают законопроекты низкого качества. Потому время от времени возникающие пикировки сильно осложняют взаимоотношения депутатского корпуса с министром юстиции. Последний публичный конфликт возник между ними, когда член правительства К. Этингоф заговорил о необходимости ликвидировать в республике Конституционный суд. Депутаты сочли, что подобная постановка вопроса не входит в компетенцию министра, и направили прокурору Карелии обращение с просьбой разобраться: не превышает ли министр своих служебных полномочий, когда заявляет «ликвидационную тему»? Из ответа прокурора следовало, что он так не считает. История, казалось бы, на том и завершилась. Однако министр К. Этингоф уже сам пошёл в наступление, обратившись с заявлением в следственное управление следственного комитета РФ по Карелии с просьбой дать ответ: не может ли текст депутатского обращения быть квалифицирован в качестве клеветы на него? Понятно, не весь текст целиком, а ряд его фрагментов объявлял он клеветническими. То есть министр желал проверить обращение депутатов на предмет совершения ими преступления, предусмотренного ч.5 ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ («Клевета»). В рамках начатой проверки следователь стал вызвать для опроса депутатов. И неожиданно в качестве лица, с которого также потребовалось снять показания, стал корреспондент Фонда защиты гласности А. Цыганков, то есть я. Под подозрение я попал только потому, что много раз писал на тему взаимоотношений между депутатами и министром. На днях, вызванный в следственное управление по повестке, я встретился со следователем по особо важным делам Д. Комиссаровым, который потребовал сообщить ему, кто передал мне информацию о возникшем конфликте, каким образом попало ко мне в руки депутатское обращение, с какой целью я опубликовал статью, обнародовав конфликтное событие? Фактически следователь своими вопросами ставил под подозрение само содержание журналисткой работы, суть которой в том и заключается, чтобы собирать общественно значимую информацию и распространять ее, не нарушая закон. В данном случае я обнародовал официальное депутатское обращение в прокуратуру, основываясь только на фактах, добросовестно изложил происходящее, и потому непонятно, почему должен объясняться на счёт азов своей профессии со следователем. В роли автора писем в прокуратуру и следственное управление я не выступал, а значит, не несу ответственности за два этих документа. Как и не обязан разглашать источники информации, что можно требовать только по решению суда. Но описываемый случай к данной норме не имеет отношения, потому как все авторы известны. Чтобы не погружаться в чужой конфликт, я предпочёл воспользоваться статьей Конституции РФ, позволяющей отказаться от дачи показаний. Но это вовсе не означает, что тема закрыта.

МАЙ, 21
Ульяна Скойбеда
В Москве журналист «Комсомольской правды» Ульяна Скойбеда, оказавшаяся в центре скандала после одной из своих публикаций, заявила о своем обращении в полицию в связи с поступающими в ее адрес угрозами. «В общем, мне угрожают физическим устранением», – написала Скойбеда. По словам журналистки, «на одном из новостных сайтов Рунета стали выкладывать мой домашний адрес вплоть до описания, как именно стоит дом». В заключение она отметила: «Со всей этой ситуацией будет разбираться полиция. Я делаю туда официальное заявление». В одном из своих материалов У. Скойбеда выразилась в том смысле, что сожалеет о том, что нацисты в свое время не наделали абажуров из предков нынешних либералов, что вызвало взрыв негодования у многих читателей.

МАЙ, 21
Алевтина Донгур-оол
Суд в Туве приговорил к трем годам колонии-поселения скандальную журналистку, по данным следствия, получившую деньги от кандидатов в депутаты, которым она пообещала не публиковать на них компромат. Прокуратура передает, что Кызылский городской суд приговорил журналистку к трем годам колонии-поселения. Осужденная известна в Туве тем, что на протяжении длительного времени размещала статьи скандального характера в региональной газете «Риск Информ» под псевдонимом «Очень вредная тувинка». Напомним, что в декабре 2011 года журналистка еженедельника «Риск-Информ» Алефтина Донгур-оол была задержана в Республике Тува по подозрению в вымогательстве денег за то, чтобы не публиковать в своей газете скандальный материал. Ее задержали с поличным сотрудниками подразделений экономической безопасности МВД по республике (см. монитор за декабрь 2011 года).

МАЙ, 21
Газета «Зори»
Житель Старого Оскола (Белгородская область) пытался через суд добиться права ответить на публикацию, которую он посчитал порочащей и недостоверной. В марте 2013 года в Старооскольский городской суд обратился предприниматель Александр Витченко с иском к местной газете «Зори». Он считал, что в материале «Жестоки нравы малого бизнеса», опубликованном в издании год назад, содержатся недостоверные и порочащие его сведения. В публикации рассказывалось об уголовном процессе, где Витченко проходил в качестве потерпевшего. В своем заявлении истец сообщал, что он обращался в редакцию газеты с требованием опубликовать его ответ на материал. Однако ответ не был опубликован, и Витченко расценил это обстоятельство как отказ. Он потребовал в судебном порядке обязать редакцию издания опубликовать его ответ. Суд отклонил требования истца, посчитав его требования необоснованными. Интересы ответчика представляла в суде юрист Центра защит прав СМИ Маргарита Ледовских.

МАЙ, 22
Сайт «7х7»
В Сыктывкарском городском суде состоялось заседание по иску дочери председателя Конституционного суда Республики Коми Ирины Новиковой к Эрнесту Мезаку, Сергею Сорокину, КПК «Мемориал» и сайту «7х7» о защите чести и достоинства. Рассмотрение дела закончилось, едва успев начаться: ответчики заявили отвод всему составу Сыктывкарского горсуда, и их ходатайство было удовлетворено. Напомним, что некоторое время назад членом Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Эрнестом Мезаком на его странице в «Живом Журнале» и на сайте «ВКонтакте» были размещены фотографии Ирины Новиковой, дочери председателя Конституционного суда Республики Коми, претендующей на занятие должности судьи. На этих фотоснимках было изображено ее участие в мужском стриптиз-шоу. Позднее данные фотографии были направлены КПК «Мемориал» в Квалификационную коллегию судей РК с обращением, в котором говорилось, что г-жа Новикова не имеет морального права занимать должность судьи. 12 декабря 2012 года на сайте «7х7» вышла статья Сергея Сорокина с описанием заседания Квалификационной коллегии, проиллюстрированная одной из этих фотографий. В ответ г-жа Новикова подала в Сыктывкарский городской суд исковое заявление, в котором указала, что следствием данных публикаций явились причинение ей «тяжелого морального вреда, стресс, ухудшение здоровья и непоправимый урон ее профессиональной репутации, чести и достоинству». Ответчиками истица указала Эрнеста Мезака, КПК «Мемориал», сайт «7х7» и Сергея Сорокина, попросив взыскать с них, соответственно, 200, 200, 150 и 50 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Также она попросила «наложить судебный запрет на публичную публикацию фотографий с ее изображением в любых источниках» и обязать ответчиков удалить статьи и фото-публикации «с интернета и иных носителей». В Сыктывкарском городском суде состоялось предварительное заседание по этому делу. Сама г-жа Новикова в суд не явилась, отправив вместо себя своего представителя Галину Кузнецову. Ответчики сразу заявили отвод всему составу Сыктывкарского горсуда, подав письменное ходатайство. Позиция ответчиков: истцом по делу является сотрудник Сыктывкарского городского суда. Указанный сотрудник занимает должность помощника судьи и имеет стаж работы в должности несколько лет. На данное время она сдала квалификационный экзамен на замещение вакантной должности судьи. Работа в Сыктывкарском городском суде, как нам представляется, явилась основанием для того, чтобы у нее сложились не только деловые, но и личные отношения с какими-либо сотрудниками суда. Указанные отношения могут повлиять на ход рассмотрения дела в части непредвзятости и беспристрастности. Кроме того, у истицы есть папа, который длительное время занимал должность судьи, в том числе, должность судьи Верховного суда Республики Коми. В настоящее время он занимает должность председателя Конституционного суда Коми. Соответственно, проработав столь длительное время в должности судьи такого высокого уровня, невозможно не иметь знакомых, друзей и коллег, которые могли бы посочувствовать и отнестись благосклонно к возможной просьбе, если бы таковая просьба поступила. Выслушав стороны, судья Максим Щелканов огласил свое определение: «Принимая во внимание, что истцом по делу, подсудному Сыктывкарскому городскому суду Республики Коми, является сотрудник данного суда, дело необходимо передать в Верховный суд Республики Коми для решения вопроса о передаче его на рассмотрение в другой суд».

МАЙ, 23
Николай Ярст
Филипп Василенко
Автомобиль с логотипом телеканала «Общественное телевидение России» был остановлен для проверки документов в Центральном районе Сочи (Краснодарский край). Как сообщили Life News в правоохранительных органах, у представителя ОТР был обнаружен пакет с травой зеленоватого цвета, предположительно марихуаной. Полицейские составили протокол и доставили журналистов в ближайшее отделение МВД. «Журналист Николай Ярст направлен на медицинское освидетельствование, наши эксперты в настоящий момент изучают пакет с серо-зеленым веществом, обнаруженный в его машине», – сообщил руководитель пресс-службы УВД по Сочи Андрей Коваленко. Позднее эксперты подтвердили, что «вещество» оказалось наркотиком. После этого против сотрудников ОТР было возбуждено уголовное дело по статье 228 УК РФ («Хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств»). По официальной информации, причиной задержания стало нарушение водителем правил дорожного движения, обыск же автомобиля был проведен из-за того, что поведение водителя и пассажира показалось инспектору дорожной службы подозрительным. По утверждению Н. Ярста, причиной их остановки и досмотра полицейские назвали ориентировку, согласно которой, в автомобиле находились незаконные предметы. Еще один задержанный, оператор группы Филипп Василенко, рассказал, что ни им, ни понятым не разрешили подходить к машине ближе, чем на десять метров, или вести видеосъемку. В ходе обыска полицейский обнаружил на переднем сидении авто сверток с «веществом, походим на наркотики». Журналисты категорически отрицали тот факт, что сверток, найденный при обыске, принадлежал им и утверждали, что он был подброшен сотрудником, проводившим осмотр. «Я своими глазами видел, как он достал из кармана бумажный сверток и тут же сделал вид, что обнаружил его на пассажирском сидении машины. После этого мне было предъявлено обвинение в незаконном обороте наркотиков и предложено проследовать в дежурную часть полиции для выяснения обстоятельств», – прокомментировал Николай Ярст появление свертка в автомобиле. Журналисты были задержаны, когда направлялись в Управление Следственного комитета на съемки сюжета о конфликте между опекунами и скандалу, разгоревшемуся вокруг усыновления. Общественное Российское Телевидение начало вещание 19 мая. Предполагалось, что ОТР станет альтернативой государственным каналам, с преимущественным освещением жизни регионов. Планируется, что до сентября ОТР будет работать в тестовом режиме, многие программы еще находятся в разработке, пока вещание ведется повторяющимися блоками. Суд Центрального района Сочи 27 мая рассмотрел вопрос о мере пресечения подозреваемому и освободил его из-под стражи, избрав ему подписку о невыезде. «Избрать меру пресечения для Н. Ярста как освобождение из-под стражи, которое немедленно выполнить», – сказала федеральный судья Елена Вергунова по итогам судебного заседания. В тот же момент Н. Ярст был освобожден из-под стражи. Судебное заседание проходило в открытом режиме, на нем присутствовали около 20 журналистов ведущих СМИ города-курорта.

задержание / уголовн

МАЙ, 23
Иван Мосеев
Архангельский облсуд подтвердил обвинительный приговор главе Ассоциации поморов региона, директору Поморского института коренных и малочисленных народов при Северном (Арктическом) федеральном университете Ивану Мосееву. Об этом сообщает Открытое информационное агентство со ссылкой на адвоката ассоциации «Агора» Рамиля Ахметгалиева, который представляет интересы активиста. Таким образом, областной суд отклонил апелляционную жалобу Мосеева на вынесенный 1 марта приговор Октябрьского райсуда Архангельска, согласно которому активист был признан виновным в унижении достоинства этнической группы «русские» и приговорен к штрафу 100 тысяч рублей по части 1 статьи 282 УК. Теперь решение Октябрьского суда вступило в законную силу. На заседании в пятницу Ахметгалиев заявил ряд ходатайств о вызове свидетелей и экспертов – как ранее допрошенных, так и новых, – однако суд все эти ходатайства отклонил. «Прокурор был настолько уверен в том, что приговор останется в силе, что не стал приводить никакой мотивации и ограничился стандартными фразами: «приговор законный», «доводы защиты необоснованны», «прошу оставить в силе», – заметил адвокат. Ахметгалиев добавил, что Минюст уже неделю рассылает общественным организациям, в которых состоит Мосеев, предупреждения с требованием исключить активиста, хотя до вступления приговора в законную силу ведомство не имело на это права. «Все шло по накатанному, а суд выступал в роли утверждающего доводы следствия и прокурора органа, не вдаваясь в подробности дела», – заключил юрист. По утверждению следствия и суда, в апреле 2012 года Мосеев на сайте агентства «Эхо Севера» опубликовал под псевдонимом Поморы комментарий к статье «Поморье в евразийском мире»: «Что ты с нами сделаешь? Вас миллионы быдла, а нас 2 тысячи людей», – якобы написал он. Мосеев свое авторство отрицает (см. монитор за сентябрь, ноябрь 2012 года, февраль, март 2013 года) .

МАЙ, 23
Николай Бондарик
Пресненский суд в Москве продлил арест бывшего сопредседателя движения «Русские» Георгия Боровикова на месяц. После судебного заседания у здания суда полиция задержала около 10 человек, в том числе журналиста Каспарова.Ru и члена КСО Николая Бондарика. Судебный пристав Александр Плескин ударил активиста Александра Амелина кулаком в лицо. Это произошло после того, как Амелин сделал Плескину замечание за то, что тот нецензурно ругался в адрес женщин, выгоняя их из зала суда. При этом главный судебный пристав отказался принять заявление об избиении. Всем присутствовавшим при инциденте запретили покидать здание суда. От них потребовали «сложить паспорта в стопку» на краю стола. Примерно через полчаса после этого всех погрузили в автозак. В ОВД «Пресненское» на 10 свидетелей, включая журналиста, составили протоколы по части 2 статьи 17.3 КоАП РФ («Неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила»). Штраф по этой статье составляет от пятисот до одной тысячи рублей. В ОВД Амелин составил заявление об избиении.

МАЙ, 23
Владимир Иголкин
После наступившей 23 мая кончины главного редактора газеты «Омский вестник» Владимира Иголкина омский Союз журналистов направил Обращение прокурору области Анастасу Спиридонову и главе областного минздрава Андрею Стороженко с просьбой установить обстоятельства его преждевременной смерти. В. Иголкин ушел из жизни он на 58-м году 23 мая. Как сказано в справке о смерти, ее причинами стали «острая сердечная недостаточность, хроническая ишемическая болезнь сердца, постинфарктный кардиосклероз». Как утверждают родственники покойного, а также его друзья и коллеги, сердечными болезнями он никогда не страдал, да и вообще на здоровье не жаловался, работал много и обходился без бюллетеней. Побудило его обратиться в «Клинический медико-хирургический Центр» искривление большого пальца левой ноги. 15 апреля Владимиру Юрьевичу была проведена плановая операция, а через две недели его выписали из клиники с незажившей кровоточащей раной, предложив его супруге самостоятельно обработать ее. 1 мая рана разошлась, больной позвонил в Центр, спросил, что делать? Ему посоветовали прийти после праздников. 6 мая, превозмогая боль, добрался до больницы в надежде на госпитализацию, но в ней ему отказали. На следующий день все-таки госпитализировали в отделение гнойной хирургии. Там его прооперировали второй раз, однако легче ему не стало. После чего журналисту было предложено найти самому возможность сделать УЗИ (вопрос: почему оно не было назначено до операций, когда он мог сам передвигаться), поскольку врач, который занимается ультро-звуковыми исследованиями, в отпуске. Друзья Владимира вызвали такси и отвезли его в частную клинику, но там сказали, что сделать УЗИ смогут только через две недели. Ему становилось все хуже, но 15 мая его снова выписали домой. Редакция, обеспокоенная судьбой товарища, договорилась о его госпитализации в отделение сосудистой хирургии Областной клинической больницы. Это медучреждение, возглавляемое депутатом Законодательного собрания, сыном бывшего областного главы – самое авторитетное в регионе. Там больному была проведена еще одна операция, после которой на следующий день он скончался. Коллеги Владимира Иголкина задаются вопросом: «Если действительно были у него болезни сердца, указанные в справке о смерти, то почему медики не объяснили ему степень риска при любом хирургическом вмешательстве?». Под обращением подписались руководители и журналисты газет «Омский вестник», «Омская правда», «Коммерческие вести», «Ваш Ореол», «Четверг», изданий «Бизнес-курс», «Омский Бизнес-журнал», собкоры ИТАР-ТАСС, «Российской газеты», «Новой газеты» и многие другие. По сообщению пресс-службы облправительства, первый зампредседателя его Юрий Гамбург поручил областному минздраву создать комиссию по расследованию факта оказания медицинской помощи журналисту Владимиру Иголкину. Предварительные результаты ее работы будут известны до 5 июня.

МАЙ, 23
Все СМИ
В преддверии выборов мэра во Владивостоке «Единая Россия» тщательно готовила открытые праймериз. Предполагалась полная открытость проведения мероприятия и информации о нем. «Внутрипартийное голосование пройдет в новом, максимально открытом формате, с участием и под контролем общественности и СМИ», – анонсировала праймериз секретарь регионального отделения ЕР Людмила Талабаева. По ее мнению, это исключает возможность фальсификации итогов. Однако для проведения «открытых праймериз» площадка была выбрана сугубо закрытая – новый кампус Дальневосточного федерального университета, расположенный на острове Русском. Сюда тщательно отобранных участников праймериз привозили на специальных автобусах. Попасть на территорию университета можно было только по специальному пропуску. Особый отбор организаторы предъявили СМИ, пожелавшим освещать праймериз, от них требовался полный расклад данных – от указания специализации, тиража, периодичности, местонахождения редакции и региона, распространения и до технической аппаратуры, используемой журналистом. Цель проведения праймериз на закрытой территории – конечно, отсечь от него нежелательных наблюдателей. «Процедура сделана максимально управляемой для исключения случайностей и в информационном, и результативном планах, – сказал политолог Петр Ханас. – Поскольку интерес к праймериз низкий, процесс приближают электорату с помощью управляемых каналов коммуникации». Как это происходило, рассказала на страницах «Новой газеты во Владивостоке» Анна Завадская и другие журналисты. «Как было на самом деле: дождливый вечер, автобусами свозят выборщиков партии. Слепые с поводырями, инвалиды, старики… «Зачем было беспокоить всех этих людей?» – удивляется коллега из другого СМИ. – «На выборы Пушкарёва мы пришли,- иронично подмечают голосующие». Пытаемся прорваться через охрану и мы с фотографом. Фейсконтроль из островного ДВФУ утверждает, что нашей машины в списках нет. Это – несмотря на сложную пятиступенчатую аккредитацию, которую нам заранее обеспечили. Кое-как – после звонков-уточнений – нас пускают. Не сбылись и обещания партийного лидера насчет максимальной открытости и прозрачности, хотя на старте парторг обещал: голосование пройдет в максимально открытом формате, с участием и под контролем общественности и СМИ. Не получилось. Разжиться аккредитацией на партийный кастинг оказалось сложнее, чем на встречу с любым московским вельможей, вопрос о «допуске» решал чуть ни политсовет. Крайне скупа оказалась и информация о событии, средства массовой информации в основном пробавлялись пресс-релизами от ЕР. Никаких результатов отбора экспертов не было обнародовано. И лишь на родственном мэру Владивостока «ресурсе» прошла информация, что все в порядке. Как сообщил автор проекта Кристина Яценко, к участию в праймериз были подготовлены более 2,5 тысяч «народных экспертов». Правда, кто эти люди, так и осталось неясным. Зато известно, что в ДВФУ полным ходом мобилизовали студентов – то ли в выборщики, то ли в «эксперты» на праймериз. Праймериз – это дело сугубо внутрипартийное (где-то даже интимное) – при всей заявленной «народности» и «открытости».

МАЙ, 24
Радио «Эхо Москвы»
LifeNews
Арбитражный суд Москвы отклонил иск ЗАО «Эхо Москвы» к ОАО «Ньюс Медиа», учредителю портала lifenews.ru, о защите деловой репутации из-за статьи «Афганцы выйдут с пикетом против Латыниной у «Эха». В спорной статье говорится, что в связи с заявлениями журналистки радиостанции ветераны войны в Афганистане выйдут с пикетом напротив офиса «Эха Москвы». При этом в статье приводятся комментарии лидера Российского союза ветеранов Афганистана Франца Клинцевича. Истец просил опровергнуть озвученную Клинцевичем информацию, касающуюся источников финансирования «Эха Москвы», а именно о том, что «Эхо Москвы» финансируется «Газпром-Медиа». Представитель истца заявил, что информация, содержащаяся в статье относительно источника финансирования, порочит деловую репутацию компании. В то же время представитель «Ньюс Медиа» заявил, что эта информация является лишь оценочным суждением и личным мнением Клинцевича, а не утверждение о факте.

МАЙ, 24
ИА «Диалог»
«Гражданские активисты заинтересовались диссертацией Полтавченко» – новость с таким заголовком появилась в 14 часов на сайте ИА «Диалог» (Санкт-Петербург). Вскоре публикация исчезла, оставив о себе след лишь в кэше «Яндекса». Лениздат.Ру обратился за разъяснениями к шеф-редактору ИА «Диалог» Василию Романову. Однако руководитель СМИ отказался от комментариев, отметив, что, вероятно, произошел технический сбой. Директор информационного агентства Мария Варзегова прокомментировала произошедшее иначе: «Молодцы, что обратили внимание. Это все, что могу по этому поводу сказать. Мы принимаем решения относительно редакционной политики самостоятельно и комментировать ничего не собираемся». Отметим, что сегодня петербургские СМИ опубликовали новость газеты «Мой район» о том, что, занимая пост полпреда президента в Центральном федеральном округе, Георгий Полтавченко занимался «некорректным заимствованием» или плагиатом. Как отмечает издание, удалось найти две диссертации губернатора – «Механизмы взаимодействия государства и предпринимательства в условиях обеспечения экономической безопасности» и «Развитие механизмов взаимодействия властных и предпринимательских структур». «Компьютерный анализ выявил заимствования из 12 источников на 152 страницах кандидатской Георгия Полтавченко; оригинальными оказались введение, заключение и 29 страниц основной части», – отмечает издание.

МАЙ, 26
«АиФ» в Туле»
В Туле крупные распространители в одночасье отказались от распространения еженедельника «Аиф» в Туле». Вдруг и дружно. В киосках уже во второй половине среды, в день, когда выходит номер, слышишь: «АиФ» в Туле» раскуплен» или «Аиф» в Туле» не выходит. У них закрылась типография». Один из распространителей во время официальной беседы с представителем «Тульских новостей» задал мучивший его вопрос: «А за что губернатор обиделся на «АиФ в Туле»? Об этом говорят большие чиновники».

МАЙ, 27
СМИ Воронежа
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Воронежской области выдало областному департаменту связи и средств массовых коммуникаций (СМК) предписание об отмене приказа управления по делам печати и СМК о предоставлении госпреференций государственным СМИ, сообщили «Абирегу» в УФАС. Спорный приказ датируется декабрем 2010 года, он рассчитан на «поддержку периодической печати и издательств» в 2011-2013 годах. Из самого документа следует, что общая сумма субсидий в этот период должна составить 333 млн рублей. Большая часть денег – 307,3 млн рублей – должна быть использована на «создание условий для деятельности государственных печатных СМИ», а именно – на компенсацию части затрат на производство, выпуск и распространение государственных газет (областных и районных). Еще 11 млн рублей в течение трех лет было решено потратить на «обеспечение выпуска социально значимой литературы» и 14,7 млн рублей – на проведение организационно-творческой работы. Вопросы у антимонопольщиков вызвал тот факт, что предоставление таких преференций требует согласование с УФАС, чего сделано не было. По итогам рассмотрения дела ведомство усмотрело в действиях чиновников нарушение закона о защите конкуренции и потребовало спорный приказ отменить. Вместе с тем в УФАС отмечают, что выделенные деньги с газет вряд ли будут взыскивать. В облправительстве сообщили, что предписание УФАС там пока не получали, поэтому прокомментировать дальнейшие действия там затруднились. Интересно, что основанием для возбуждения дела стало обращение депутата Госдумы Андрея Туманова, известного в качестве председателя редакционного совета газеты «Ваши 6 соток».

МАЙ, 27
Телеканал «Енисей»
Визит лидера партии «ЯБЛОКО» Сергея Митрохина в Красноярский край начался со скандала. Краевой государственный телеканал «Енисей» в одностороннем порядке расторг договор с партией «ЯБЛОКО» о предоставлении эфирного времени. Утром Сергей Митрохин и председатель регионального отделения партии Оксана Демченко отправились на съемки передачи на телекомпании «Енисей». Однако генеральный директор канала Сергей Шакуров отказал в предоставлении эфирного времени, ссылаясь на звонок из администрации края. В разговоре в Демченко директор канала заявил, что получил указание из администрации края не освещать визит Митрохина и эколога Алексея Яблокова в Красноярск. «Я считаю, что цензура государственной телекомпании «Енисей» наносит ущерб не столько партии «ЯБЛОКО», сколько жителям края, которых лишают возможности услышать правдивую информацию о ситуации с радиационной безопасностью и других проблемах региона», – заявил Сергей Митрохин.

МАЙ, 27
СМИ Москвы
В Москве на стадионе «Торпедо» полиция не давала журналистам пройти на пресс-конференцию после футбольного матча «Спартак» – «Алания». Струдники полиции не выпускали журналистов с трибуны и не давали им пройти на пресс-конференцию и в микст-зону. По словам полицейских, такое решение было принято их руководством.

МАЙ, 27
«Своя народная газета»
В Рославльский районный суд (Смоленская область) с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации обратился глава Рославльского района Александр Иванов. Он обвинил редакцию местного издания «Своя народная газета» в распространении в четырех публикациях порочащих и недостоверных сведений. В качестве ответчиков истец назвал главного редактора и учредителя издания. В качестве порочащих сведений Александр Иванов привел не только цитаты из публикаций, где сообщаются сведения о его деятельности, но и отрывки из текстов, в которых приводятся оценочные суждения и даже сведения, не имеющие к нему отношения. Например: «Вот такими шутками-прибаутками, приговаривая, что «все будет хорошо», накормил простой народ глава Иванов и назвал этот жидкий хлебец отчетом»; «Ежеквартально муниципальное бюджетное автотранспортное учреждение объявляет открытый аукцион на поставку горюче-смазочных материалов… Победитель в этом году один – ООО «Арго», которым, по слухам, на равных правах владеют племянник главы района Юрий Полярин и его сын Андрей Иванов». Истец потребовал опубликовать опровержение сведений, которые он посчитал порочащими, и выплатить компенсацию морального вреда в размере 2 миллионов рублей.

МАЙ, 27
СМИ Якутии
В Якутске состоится внеочередная отчетно-выборная конференция Союза журналистов Якутии. В повестке дня выборы нового председателя. В преддверии осенних выборов Государственного собрания республики эта должность становится политической. Как пишут местные СМИ, 28 февраля выборы председателя закончились ничем: ни один из кандидатов (Галина Бочкарева и Афанасий Ноев) не смог набрать необходимые 2/3 голосов. Накануне около двадцати известных в республике журналистов и руководителей СМИ обратились с открытым письмом к президенту республики Егору Борисову. В письме отмечается, что на предыдущей отчетно-выборной конференции «делегаты не смогли в полной мере реализовать свое право на выбор из-за беспрецедентного давления со стороны власти. Такая ситуация может повториться и на внеочередной конференции 28 мая 2013 г.». По мнению журналистов, в настоящее время со стороны Департамента по делам печати и телерадиовещания Якутии на Союз журналистов оказывается административное давление в пользу Афанасия Ноева. «По нашему убеждению, такое развитие событий грозит неотвратимым расколом в журналистском сообществе. Мы считаем, что такое давление на общественную организацию и журналистов со стороны чиновников недопустимо. Такое положение негативно скажется на имидже республиканской власти накануне выборов», – подчеркивается в письме главе республики.

МАЙ, 27
Еженедельник «Бизнес-курс»
В режиме особой секретности проходит в Куйбышевском райсуде Омска процесс по делу об убийстве известного в городе предпринимателя – 26-летнего замдиректора ЗАО «Мекомстрой» Вадима Генрихсона. По мнению судьи Катанаева, о ходе этого дела не положено знать ни обществу, ни даже следственным органам. СМИ стало известно о нем лишь месяц спустя после совершения преступления из сообщения СУ СКР, подавшего в суд ходатайство о продлении содержания обвиняемого под стражей. Перед началом его рассмотрения секретарь упомянутого судьи неожиданно приказала «всем посторонним» выйти из зала. Сотрудники еженедельника «Бизнес-курс» поинтересовались, на каком основании выгоняют их с открытого заседания. В ответ, пишет издание, секретарь пригрозила журналистам вызвать судебных приставов. Вместе с прессой, тоже без объяснений, была удалена старший помощник руководителя Следственного управления по связям со СМИ Лариса Болдинова. Как она сказала корреспонденту ФЗГ, вызывают недоумение многие странности в данном деле, они начались еще на предварительном этапе расследования. Установлено, что скончался предприниматель от огнестрельных ранений – через 10 дней после того, как убийца дважды выстрелил ему в голову «из пистолета иностранного производства». В больнице, придя ненадолго в сознание, он сказал, кто в него стрелял – 56-летний начальник службы охраны «Мекомстроя» Валентин Кучеров. Полиция квалифицировала содеянное как причинение тяжких телесных повреждений, не угрожающих жизни потерпевшего, и лишь после кончины потерпевшего направила дело в СУ СКР, хотя, говорит Лариса Болдинова, должна была сразу так поступить, поскольку речь идет о преступлении с применением огнестрельного оружия, и в том, что выстрелы производились с целью убийства, сомнений быть не могло. Управление внутренних дел вело расследование без лишнего шума, не сообщая о нем даже на своем официальном сайте. Может быть, причина такой конспирации в том, что подозреваемый – пенсионер МВД, много лет проработавший в уголовном розыске. Ранее Омская область прославилась рядом убийств, совершенных блюстителями порядка (в частности, оперуполномоченный сельского ОВД убил возлюбленную и таксиста, который довез его до города, после чего покончил с собой), и, вероятно, полицейское ведомство решило не напоминать лишний раз омичам, на что способны его сотрудники. Возможно, по этой причине решил засекретить судебное заседание судья Катанаев – какой-либо иной «государственной тайны» в данном деле вроде бы не просматривается.

МАЙ, 27
Газета «Великокняжеский курьер»
Предприниматель из города Пролетарска Ростовской области Юрий Кукота взял в аренду городской парк и вместо того, чтобы построить там детскую площадку и аттракционы для малышей и взрослых, огородил парк забором и запретил даже заглядывать туда всем, включая журналистов. Редактор районной газеты «Великокняжеский курьер» Татьяна Бондарева лично прибыла на место событий, но в парк не пустили ни её, ни фотокорреспондента. Редактор Бондарева написала жалобу в Росвязьнадзор, но получила ответ, что это слишком мелкий инцидент, чтобы вмешиваться. Вот если бы журналисту не дали возможность освещать какое-нибудь чрезвычайное происшествие или не дай бог, стихийное бедствие, вот тогда другое дело. Но что делать, если в Пролетарском районе местный олигарх Кукота – и есть главное «стихийное бедствие»? Журналисты сняли незаконное строительство неразрешенного кафе через дырку в заборе и теперь следят за судебным процессом. Администрация района подала иск к предпринимателю с требованием снести незаконную постройку. Ну а пока суд да дело, ворота в городском парке открываются только в те часы, когда работает кафе. И весь район следит за этими событиями по публикациям в «Великокняжеском курьере». В Пролетарском районе, в отличие от большинства районов Ростовской области, выходит две районные газеты, причем примерно одинаковым тиражом – около двух с половиной тысяч экземпляров. Вторая газета – этот самый «Курьер» – была учреждена при смене местной власти новым главой администрации. А районка с 70-летней историей «Вестник Приманычья» ушла в оппозицию и смогла выжить самостоятельно, без «подпитки» из муниципального бюджета. Когда власть в районе в очередной раз поменялась, произошла ещё одна рокировка и уже «Великокняжеский курьер» стал независимым изданием и тоже умудряется существовать «на свои кровные». У такого издания есть свои преимущества – читательский интерес к местным новостям и аналитическим (а особенно критическим) статьям, и тут «оппозиционерам», как говорится, и карты в руки.

МАЙ, 28
НТВ
Арбитражный суд Москвы отказал в иске одного из крупнейших производителей снековой продукции ООО «Русскарт» к ОАО «Телекомпания НТВ» об опровержении информации и взыскании 101 миллиона рублей компенсации. Истец заявил, что 7 сентября 2012 года в эфире телеканала НТВ вышла авторская передача Виктора Набутова «Средь бела дня. В рот не брать!», в которой были распространены сведения, несоответствующие действительности и порочащие его деловую репутацию. В передаче утверждается, что в упаковке пищевой продукции, произведенной истцом, найдены живые, а также сушенные/зажаренные насекомые (тараканы). В иске указывается, что эти сведения не соответствуют действительности. Истец также утверждает, что распространение ответчиком заведомо ложных, непроверенных и порочащих сведений нанесло существенный вред его деловой репутации. Суд указал, что истец просит опровергнуть не содержащиеся в сюжете сведения, а субъективные выводы, которые сделаны самим истцом. По мнению суда, истцом не доказан факт распространения ответчиком сведений, имеющих отношение к истцу и его деятельности. Важным моментом является тот факт, что ни автором, ни участниками спорных сюжетов не называется наименование истца и не дается никакой оценки его деятельности. Кроме того, в оспариваемом сюжете не употребляется фирменное наименование истца и не содержится каких-либо иных сведений, позволяющих его идентифицировать.

МАЙ, 28
СМИ Карелии
Члены оргкомитета молодежного турнира по боксу, проведя соревнование в Петрозаводске, намучавшись из-за необязательности петрозаводской администрации, по причине чего возникли финансовые трудности при проведении турнира, написали на имя главы Петрозаводска открытое письмо, которое было опубликовано в некоторых СМИ. В мэрии обиделись, что представители Федерации бокса Карелии позволяют себе подобные демарши, и, в свою очередь, пожаловались на авторов открытого письма в президиум Федерации бокса. Реакция руководства президиума оказалась удивительной: не разбираясь в сути произошедшего, инициатора открытого письма, он же был и председателем оргкомитета молодежного турнира по боксу, Владимира Малегина исключили из Федерации бокса и заодно из президиума, с формулировкой: за «дискредитацию Федерации бокса, нарушение Устава». В. Малегин, сорок лет своей жизни отдавший боксу, был возмущен: его выгнали из президиума за то, что он сказал правду (а факты, изложенные в письме, никто не оспаривал). Не согласившись с таким решением, Малегин потребовал предоставить ему протокол заседания президиума Федерации бокса РК, намереваясь оспорить его в суде, тем более, что члены оргкомитета вместе с ним не первый год организовывавшие турнир, знали, что правы они, а не мэрия Петрозаводска (ветераны бокса сами собирали деньги на проведение турнира, чтобы он не сорвался). Целый год руководство президиума Федерации бокса РК отказывалось предоставить В. Малегину протокол, в котором фиксировался факт изгнания его из Федерации. Суд первой инстанции В. Малегин проиграл, потому что пропустил срок подачи иска (а без наличия протокола, который он год выбивал, идти в судебное заседание было бесполезным). Не согласившись с таким решением (истец доказывал, что не по своей вине пропустил срок подачи иска), В. Малегин обжаловал решение Петрозаводского горсуда в Верховном суде Карелии. Во время заседания судья Римма Сильченко спросила адвоката ответчиков: какими действиями В. Малегин дискредитировал Федерацию бокса Карелии? На что было заявлено: написал письмо в администрацию, после чего руководство мэрии и стало выяснять отношения с Федерацией бокса. Последовавший за этим вопрос Риммы Сильченко и ответ на него нужно цитировать. Судья спросила: «А ваша Федерация не пробовала отвечать (мэрии Петрозаводска – ред.), что у нас свобода слова, что любой гражданин может обратиться с письмом в администрацию?» На что представитель Федерации бокса РК произнес: «Не пробовала». Верховный суд Карелии отменил решение суда первой инстанции, соответственно исключение Владимира Малегина из Федерации бокса РК было признано незаконным, потому суд потребовал восстановить его и в составе Федерации бокса и в ее президиуме, а кроме того, взыскать в его пользу пять тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Сразу после заседания В. Малегин сказал журналистам, что эти деньги потратит на организацию детского турнира по боксу. Журналистам, наблюдавшим за «спортивным» судебным процессом, больше всего понравилось то (кроме торжества правды, разумеется), что судьи Верховного суда Карелии защитили конституционное право граждан на свободу слова.

МАЙ, 29
Все СМИ
Минюст России отказался предоставить российским правозащитниками данные об объемах зарубежного финансирования российских некоммерческих организаций. Как сообщил президент российского Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе, в официальном ответе ведомства на письмо за подписью десятков руководителей российских НКО сообщается, что данные об иностранном финансировании НКО были получены Минюстом из Росфинмониторинга и они относятся к данным «для служебного пользования». 5 апреля в интервью немецкой телерадиокомпании ARD Владимир Путин заявил, что 654 неправительственные организации за четыре месяца после принятия Госдумой закона об НКО получили на свои счета из-за границы 28,3 миллиарда рублей, т.е. почти 1 миллиард долларов. Позднее эти данные были повторно озвучены Генпрокуратурой. Представитель ведомства Марина Гриднева подчеркивала: «Эти цифры документально подтверждены». В своем письме президенту правозащитники писали: «Мы также считаем, что общество имеет полное право знать о том, какие организации, в каких объемах и на что получают поддержку, в том числе из-за рубежа. Для этих целей мы, как и другие некоммерческие организации, размещаем в публичном доступе на сайте Министерства юстиции ежегодные отчеты о своей деятельности, включая полные данные о средствах, поступающих из-за рубежа. С этими данными может ознакомиться любой желающий. Но поскольку прозвучавшие в вашем интервью цифры по меньшей мере в десятки раз превышают наши представления об объемах иностранной поддержки российским НКО, то нам и самим хотелось бы знать, что же это за организации, получающие такие деньги. Мы отдаем себе отчет в том, что у вас может быть иная информация из каких-то специальных источников. Учитывая общественный интерес к этому вопросу, убедительно просим Вас дать распоряжение безотлагательно опубликовать полные списки названных 654 НКО с указанием сумм, полученных ими за последние четыре месяца, и на какую деятельность эти средства были получены». 12 апреля авторы письма получили ответ из отдела по работе с обращениями граждан и организаций администрации президента. В нем сообщалось, что обращение передано в Министерство юстиции «в соответствии с компетенцией по разрешению поставленных в нем вопросов». «Даже если исходить из презумпции невиновности и предположить, что эти цифры не просто взяты с потолка, а действительно получены из Росфинмониторинга, наверняка среди 654 НКО, упомянутых президентом в интервью, есть организации, не имеющие никакого отношения к гражданскому обществу и всего лишь имеющие юридическую форму НКО. Таких, например, немало среди госкорпораций, успешно получающих средства из-за рубежа. В прессе сообщалось и о получении отделениями Фонда поддержки «Единой России» финансирования от оффшорных компаний за рубежом. Эти фонды – тоже НКО, и имеют право получать иностранное финансирование, в отличие от самих политических партий. Однако президент ясно дал понять, что он говорит о правозащитных, антикоррупционных и других независимых некоммерческих организациях и в этом же интервью, еще до завершения проверок и вынесения судебных решений, заявил, что они все занимаются «внутриполитической деятельностью», – написал Джибладзе в своем блоге. Массовые проверки некоммерческих организаций на предмет получения ими финансирования из-за рубежа проводятся в России с марта текущего года. 14 мая Совет при президенте по правам человека объявил о том, что со стороны надзорных органов при проверках допускаются многочисленные нарушения. Правозащитники установили, что «проверки проводились без должных правовых оснований» и «вне установленного законом порядка осуществления государственного федерального надзора за деятельностью НКО». В результате проверок множество российских правозащитных организаций получили требование зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Ряд из них, в том числе центр «Мемориал», ассоциация «Голос» и «Левада-Центр» отказались регистрироваться в этом качестве и оспорили решение надзорных органов в суде.

МАЙ, 29
Телеканал «РЕН ТВ Уфа»
Шеф–редактор службы новостей телеканала «РЕН ТВ Уфа» Разиф Абдуллин рассказал, почему канал отключили от вещания. «В минувшую пятницу мы получили факсом уведомление от республиканского Радиотелевизионного передающего центра о том, что они как подразделение «Башинфорсвязи» прекращают выполнение услуг договора оператора связи. Это объясняется тем, что у них закончилась лицензия и когда они ее переоформляли, то таинственным образом из списка передатчиков с которых ведется трансляция наш телеканал пропал. Они сообщили нам о том, что с 27 мая эфирное вещание «РЕН ТВ» прекращается. Я не связываю этот момент с тем, что случайно из перечня передатчиков пропал наш передатчик. За последние два года наш медиа-холдинг часто испытывает подобного рода трудности. В феврале прошлого года обрезали кабель телеканалу «Регион» и он перестал вещать. В конце ноября возникли трудности с продлением лицензии на вещание у нашего канала «РЕН ТВ Уфа» и тогда связисты заикнулись, что будет еще хуже. В феврале этого года отключили вещание двух радиостанций «Европа плюс» и «Милицейская волна», и до сих пор местные власти не восстанавливают питание радиопередатчиков, хотя ФАС признало их действия незаконными. И теперь вот снова. Я полагаю, что этот момент связан с республиканскими выборами в парламент. Из-за того, что председатель новой партии «РПНУ» и владелец медиахолдинга – это одно и тоже лицо, и он привлекает народ в свои ряды. У партии власти есть опасения, что новая партия может попасть в республиканский парламент и дальше по России хорошо пойти. Мы будем говорить о том, что не согласны с таким положением вещей со страниц газет и в других СМИ. Мы будем привлекать внимание общественности и проведем митинг в Уфе, рядом с Дворцом спорта 10 июня, и плюс мы подаем жалобы в антимонопольные службы и в суд».

МАЙ, 30
Тимофей Бутенко
Следственные органы Саратова завершили расследование уголовного дела по
Бутенко и Натальи Курочкиной, сообщается на сайте следственного управления
СКР по региону в четверг. «Следствием установлено, что вечером 29 января этого
года 39-летний житель Саратова, находясь на собрании членов ТСЖ-1 Фрунзенского района города в помещении завода «Нефтемаш-Сапкон», «в целях воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов газеты «Наша Версия», принуждая их к отказу от распространения информации о проводимом собрании, принудительно вывел корреспондентов издания из помещения завода», – отмечается в сообщении. При этом, по версии следствия, нападавший нанес одному из журналистов не менее двух ударов рукой в голову. Уголовное дело вместе с постановлением о применении принудительных мер медицинского характера в отношении предполагаемого преступника было направлено прокурору с последующим направлением в суд. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, проведенная в апреле 2013 года, установила, что в момент совершения преступления обвиняемый не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и до сих пор нуждается в принудительном лечении в психиатрическом стационаре, пояснил Т. Бутенко. Как сообщалось ранее, 29 января он и Н. Курочкина прибыли в здание ОАО «Нефтемаш Сапкон» на официальное мероприятие – общее собрание членов ТСЖ-1 Фрунзенского района по приглашению собственников жилья этого товарищества. «Жители просили прессу осветить деятельность представителей ТСЖ и Ассоциации, возглавляет которые сын бывшего главы районной администрации Олега Фадеева – Владимир Фадеев», – рассказал журналист. «Как только представители Ассоциации ТСЖ увидели удостоверение корреспондента и уточнили, из какого издания журналисты, в фойе появились двое неизвестных людей в медицинских масках. Они набросились на фотокорреспондента Н. Курочкину, пытаясь отобрать и разбить фотоаппарат. Когда я попытался предотвратить эти действия со стороны неизвестных, они вытолкали нас на улицу, и уже там один из нападавших нанес несколько ударов кулаком мне по лицу», – рассказал Т. Бутенко. Уголовное дело было возбуждено по статье «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации, соединенное с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с 2013 года).
ИФ, 30 мая длящийся
МАЙ 31

Все СМИ
В Москве журналистов не пускают на заседание суда по делу активиста ФАР Вадима Коровина. Сотрудники суда эти действия аргументируют тем, что СМИ заранее не отправили заявки на фото и видеосъемку. Напомним, Коровина подозревают в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 УК РФ пресечения. Накануне в квартире активиста был проведен обыск.

МАЙ 31
СМИ Республики Коми
В Сыктывкаре (Республика Коми) началось слушание очередного уголовного дела бывшего главы муниципалитета Василия Торлопова. Открыв заседание, судья Сергей Краузе по требованию сторон защиты и обвинения попросил прессу покинуть зал, в котором проводился этот открытый судебный процесс. На этот раз В. Торлопову ставилось в вину мошенничество, совершенное в особо крупном размере. Хотя он уже и так отбывает семилетний срок за превышение должностных полномочий и взятку. Прессу допустили лишь на оглашение приговора. В нем судья Краузе изложил обстоятельства совершения преступления. Затем при вынесении решения от отметил, что учитывает характер и степень общественной опасности совершенного деяния, относящегося к категории тяжких, личность подсудимого, который полностью признал свою вину, раскаялся в содеянном, страдает хроническими заболеваниями, по месту жительства характеризуется положительно. Отягчающих обстоятельств не установлено.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни