Результаты мониторинга
21 Мая 2013 года

Результаты мониторинга ФЗГ – апрель 2013

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 6 (Константин Бауэр, журналист Лесосибирской телерадиокомпании, Красноярский край; Борис Комаров, президент холдинга «Юнитон-медиа», Новосибирск; Сергей Кушеев, главный редактор интернет-портала «Позиция», Вологда; Андрей Челноков, председатель союза журналистов Новосибирской области, Новосибирск; Дмитрий Краюхин, главный редактор агентства «ЦентрРус, Орел; Эдуард Шмонин, главный редактор интернет-издания «Чиновник.РУ», Ханты-Мансийский автономный округ).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 4 («ВТК Кабардино-Балкария», Кабардино-Балкарская Республика – 2 раза; сайт CIVITAS.Ru, Москва; СМИ Челябинской области).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – ().

Увольнение редактора, журналиста – ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 5 (Андрей Терехин, главный редактор журнала L'gionnaire, Новосибирск; Сергей Кушеев, главный редактор интернет-портала «Позиция», Вологда; Светлана Локоткова, корреспондент журнала The New Times, в Тамбовской области; Вячеслав Потапов, главный редактор телепрограммы «Советская Кубань», Иван Кубраков, заместитель главного редактора «Советской Кубани», Андрей Кошик, интернет-издание «Кавказская политика», все – Краснодар; Канэхира Сингэнори, Оно Синдзиро, Дасай Такахиро, Утида Хидэкадзу, журналисты телекомпании «Ти-Би-Эс», Япония, все - в Хабаровском крае).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 21

на сумму 82 320 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 13, удовлетворено – 4, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 270 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 23

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 2 (Дмитрий Бегун, шеф-редактор информационного портала Samara.ru, Самара; Эдуард Шмонин, главный редактор интернет-издания «Чиновник.РУ», Ханты-Мансийский автономный округ).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 2 («Радио Посад», Московская область; газета «Красное знамя», Сыктывкар).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 1 (газета «Справедливая Россия», в Воронежской области).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 4 (телеканал «Дождь», Москва; радио «Европа Плюс Уфа», радио «Милицейская волна», телеканал «Рен Уфа», все - Уфа).

Прекращение выхода СМИ – ().

Изъятие (скупка, арест) тиража – 3 (газета «Правда Северо-Запада», Архангельск; газета «Справедливая Россия», в Воронежской области; газета «Пермский обозреватель», Пермь).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 6 (сайт «Московского комсомольца»; сайт «Новой газеты» - 2 раза; сайт Лениздат.Ру, сайт ЗАКС.Ру, сайт «Новой газеты в Петербурге», все – Санкт-Петербург).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ().

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (компьютер Андрея Терехина, главного редактора журнала L'gionnaire, Новосибирск)

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 28

АПРЕЛЬ, 1
Андрей Челноков
Нападение на председателя союза журналистов Новосибирской области Андрея Челнокова произошло вечером 1 апреля. На подходе к дому на него напали неизвестные и сильно избили. После сильнейшего удара по голове Андрей Челноков на несколько дней потерял память, и только недавно смог вспомнить лишь часть того, что с ним произошло. Было ли нападение связано с профессиональной деятельностью Челнокова, пока не ясно. По одной из версий, это было банальное ограбление. Полиция только начала выяснять обстоятельства происшествия. «Мы сами узнали об избиении Челнокова из СМИ. В полицию никто пока не обращался, но я думаю, что сейчас наши сотрудники сами выйдут на журналиста и выяснят в чем дело», - рассказала по телефону корреспонденту «КП» представитель пресс-службы ГУ МВД по Новосибирской области Наталья Маслова. Как удалось выяснить, нападение на него произошло вечером 1 апреля. В этот день он, как организатор, проводил конференцию «Журналистика – категория нравственная» с участием Сергея Кургиняна и Александра Проханова. После того, как попрощался с последним гостем мероприятия, отправился домой. Поставил машину на стоянку и пешком шел до подъезда своего дома на перекрестке улиц Степная и Серафимовича – расстояние всего 500 метров. На этом участке и произошла атака, рассказал сам Челноков. «Я не видел ни тех, кто, не видел, как… Видимо, треснули сзади битой. После этого все – как в тумане», – поделился он. На вопрос, связано ли нападение с его журналистской деятельностью, Челноков ответить затруднился: «Может быть, это было просто нападение. Все пропало, кроме трико». После того, как журналист потерял сознание, его, видимо, подобрали какие-то люди без определенного места жительства. Челноков вспомнил странную каморку, в которой, по его же ощущениям, он находился около 10 дней. Бомжи чем-то его «отпаивали». «Я не знал, кто я, не знал, где я нахожусь», – рассказал председатель правления Союза журналистов Новосибирской области. Все это время журналиста искали его родные и близкие. Установить его местонахождение удалось по сотовому телефону. Вернее, по локации последнего совершенного Челноковым звонка, который он сделал за мгновение до атаки.

АПРЕЛЬ, 1
Андрей Терехин
В Новосибирске следственный комитет и полицейский центр «Э» после обыска задержали оппозиционера, лидера движения «Реформация», главного редактора журнала L'gionnaire Андрея Терехина в связи с расследованием «болотного дела». Утром на странице Терехина «ВКонтакте» появилась информация о том, что к нему и его родителям пришли с обыском. В результате были конфискованы все компьютеры и планшет оппозиционера, а его самого повезли на допрос. «Там были сотрудники Следственного комитета и Центра «Э», сейчас меня передают в отдел по особо важным преступлениям следственного управления СК по Новосибирской области. Обвинения пока не предъявили, но при обыске показали постановление суда - расследование связано с Удальцовым, Развожаевым и тем, что я организатор различных акций. Это абсурд, все, кто участвовал в наших акциях, знают, чем мы занимались, и что это далеко от организации беспорядков», - передает Sib.fm слова Терехина. Оппозиционер заявил, что его задержание - это попытка власти «подавить оппозицию силовыми методами». Правоохранительные органы также пока не прокомментировали то, какая мера пресечения может быть избрана по отношению к Терехину. Напомним, после беспорядков на «Марше миллионов» 6 мая, в ходе которых пострадали не только мирные граждане, но и омоновцы, в столице были возбуждены уголовные дела по двум статьям: призывы к массовым беспорядкам и применение насилия к представителям власти. Довольно долго следствие собиралось с мыслями и разразилось массовыми арестами и обысками ближе ко второму «Маршу миллионов», прошедшему 12 июня. На данный момент обвинения предъявлены порядка 20-ти людям.

АПРЕЛЬ, 1
Тимофей Дзядко
Судья Тверского районного суда Москвы Евгений Комиссаров отказал бывшему министру связи Леониду Рейману в иске к журналисту Тимофею Дзядко, написавшему о нем статью в журнале «Форбс». Такое решение судья огласил на заседании по иску. В иске шла речь о публикации «Досье связиста», опубликованной в феврале 2012 года. В этой статье рассказывалось о расследовании прокуратуры Франкфурта в отношении ряда лиц, включая Реймана. Бывший министр пытался доказать, что эта статья нанесла ему убыток и моральный ущерб, который он оценил в 100 000 руб. Впрочем, на заседании представитель Реймана (сам бывший чиновник на заседание не явился) отказался от требования возместить убыток, но по-прежнему настаивал на истребовании с Дзядко 100 000 руб. компенсации морального ущерба. Кроме того, он требовал от журналиста, работающего сейчас в «Ведомостях», 50 000 руб. в счет компенсации оплаты услуг адвоката и публичного извинения. Адвокат Дзядко Марина Андреева и представитель «Аксель Шпрингер Раша» (издатель «Форбс») в своих выступлениях обратили внимание суда на то, что статья носит информационно-аналитический характер: она не проставляет сведения, о которых в ней идет речь, как доказанные факты, а лишь описывает предположения германской прокуратуры. Представители «Форбс» также сообщили суду, что ответе, который был получен уже после выхода публикации, представители прокуратуры подтвердили, что у них были основания расследовать деятельность Реймана, который, по версии следствия, мог использовать служебное положение для получения телекоммуникационных активов. Представитель Реймана не стал комментировать возможность оспаривания вынесенного решения.

АПРЕЛЬ, 1
Журнал «Кино Парк»
Журнал «ТВ Парк»
Выпуск телевизионного гида «ТВ Парк» и журнала «Кино Парк» приостановили для пересмотра концепции изданий. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на издателя журналов Николая Чернонога. Он отметил, что изданиям необходим ребрендинг, так как телегид «ТВ Парк», к примеру, выходит без изменений уже 19 лет. Он добавил, что хотя некоторые инвесторы уже заинтересовались изданиями, пока неизвестно, продолжат ли журналы выходить. По словам Николая Чернонога, сотрудники ЗАО «Медиа Парк», в который входят журналы, знают о приостановке выпуска журналов и могут выбирать, оставаться им в компании или нет. Черноног добавил, что уход будет решен мирно и что он готов помочь журналистам с трудоустройством. Телегид «ТВ Парк» издается с 1994 года. Журнал выходил раз в неделю тиражом в 190 тысяч экземпляров. При этом, по данным TNS Russia, средняя аудитория журнала по России составляла 1,47 миллиона человек, а по Москве – 706 тысяч человек. Среди еженедельных журналов «ТВ Парк» занимал 12-е место в стране. Ежемесячный журнал «Кино Парк» выходил тиражом 75 тысяч, аудитория его достигала 140 тысяч человек.

АПРЕЛЬ, 1
НТВ
В Санкт-Петербурге председатель комитета по печати Александр Лобков подал иск против депутата ЗакСа Максима Резника и телеканала НТВ о защите чести, достоинства и профессиональной репутации. Сумма претензий составила 30 млн рублей. Компенсацию чиновник хочет получить только от депутата. По словам Артема Баконина, адвоката Лобкова, вторым требованием иска является опровержение, которое председатель ведомства хочет услышать как от Резника, так и от телеканала. В сентябре 2012 года Максим Резник попросил прокуратуру проверить комитет по печати на предмет нарушения законодательства при распределении субсидий на опубликование официальных материалов, увеличение подписного тиража общественно-политических изданий для льготных категорий граждан, нарушения при выделении субсидий телеканалу «Санкт-Петербург», а также изданиям «Петербургский дневник» и «Петербургская фотохроника». Ведомство признало ряд правонарушений со стороны комитета по печати. Кроме того, совместно с депутатом Мариной Шишкиной Резник направил документы в Федеральную антимонопольную службу. УФАС вынесло решение по данному делу в конце ноября 2012 года, указав на нарушение федерального закона «О защите конкуренции». Сейчас ведомство пытается оспорить данное решение ФАС через арбитражный суд. Судебное разбирательство Александра Лобкова с Максимом Резником связано с комментариями депутата, которые тот давал СМИ, когда направлял документы в прокуратуру. До этого, в феврале 2013 года, Лобков пытался через Следственный комитет возбудить уголовное дело в отношении депутата по факту клеветы, но 13 марта ведомство отказало председателю комитета по печати в удовлетворении его требования.

АПРЕЛЬ, 1
Семен Терешонков
По сообщению газеты «Красное знамя», после пикета ЛГБТ-активистов на Стефановской площади Сыктывкара их друзья и журналист интернет-портала 7х7 Семен Терешонков направились к УВД, чтобы убедиться, что с задержанными пикетчиками все в порядке. Во время нахождения пикетирующих в полиции небольшие группы националистов находились около здания УВД. Одна группа периодически сменяла другую. Затем воинствующие националисты во главе с лидером общественного движения «Рубеж Севера» и председателем Коми регионального отделения Национал-демократической партии России А. Колеговым пытались зайти в здание полиции, чтобы узнать «когда уже выпустят п**ров». Однако интересующихся не пропустили. В это время Семен Терешонков снимал все происходящее на камеру. Неожиданно от колонны националистов отделился молодой человек и разбил яйцо о голову журналиста. Все случилось на территории УВД на глазах сотрудников полиции и было зафиксировано камерами видеонаблюдения. Нападавший побежал, стараясь скрыться от погнавшихся за ним сотрудников полиции, но спустя несколько минут был задержан. Пострадавший журналист написал заявление. Семен Терешонков пояснил: «Конечно, от маргиналов можно ждать всяких выходок, однако нападения на журналиста я не ожидал. Поначалу я просто почувствовал удар по голове, и не сразу понял что произошло. Но, когда что-то стало заливать мне очки, я догадался - вот они, эти яйца, с которыми они целый день, как курицы носились. Полагаю, что в таких случаях уместным наказанием был бы штраф или принудительные работы и возмещение морального вреда».

АПРЕЛЬ, 1
Телеканал «Дождь»
О прекращении вещания с 1 апреля в сети «Дом.ru» в твиттере сообщил главный редактор телеканала «Дождь» Михаил Зыгарь, предают «Новости Перми». Телеканал «Дождь» транслировался в сети кабельного телевидения «Дом.ru» с конца 2011 года. По словам Михаила Зыгаря, «оператор решил не продлевать договор на прежних условиях». «Все спрашивают, почему @tvrain пропал в сети Эр-Телеком. Отвечаю. К сожалению, оператор решил не продлевать договор на прежних условиях. Дорогие зрители, смотрите нас в других сетях и на tvrain.ru. Или давайте уговаривать Эр-Телеком вернуть вам @tvrain», - написал Михаил Зыгарь. В то же время в «Дом.ру» сообщили, что вещание «Дождя» «прекратили вынужденно», поскольку переговоры о работе на новых условиях не увенчались успехом. Однако в холдинге заявили о готовности продолжить диалог с телеканалом.

АПРЕЛЬ, 1
Телеканал «Вся Уфа»
Интернет агентство «Башкирия»
ОАО «Уфанет»
Телепрограмма «Постскриптум»
В производстве Арбитражного суда Республики Башкортостан находится дело по иску о защите деловой репутации, который был предъявлен ОАО «Сода» (Стерлитамак) к редакции программы «Постскриптум», МУП «Продюсерский центр «Вся Уфа», интернет агентству «Башкирия», ОАО «Уфанет», журналистам Раису Буранбаеву, Анверу Юмагулову, Альберту Тухватуллину. Поводом для иска послужил довод о том, что в июне 2012 года в прямом эфире телеканала «Вся Уфа» в программе «Постскриптум» распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие деловую репутацию ОАО «Сода». В качестве компенсации морального вреда истец просит суд взыскать 1 млн рублей.

АПРЕЛЬ, 2
Михаил Афанасьев
В Хакасии завершена доследственная проверка, проводившаяся в отношении редактора интернет-журнала «Новый фокус» Михаила Афанасьева. Следователи проводили проверку по материалу «Бандиты ставят хакасскую полицию на бабки». Руководству хакасской полиции не понравилась фраза: «Выходит, глава МВД по Хакасии Илья Иванович Ольховский лично принял в своем кабинете преступника, да еще заплатил ему 50 тысяч рублей налогоплательщиков за то, что тот сдал других преступников» (см. монитор за март 2013 года). Как рассказал ИА «Хакасия» сам Михаил, по результатам проверки принято решение в возбуждении уголовного дела отказать.

АПРЕЛЬ, 2
Светлана Хвостанцева
Редактор крупной районной газеты, уволенная Департаментом по вопросам внутренней и информационной политики правительства Кировской области, восстановлена в должности решением суда. Департамент по вопросам внутренней и информационной политики Правительства Кировской области 4 марта 2013 года уволил главного редактора яранской районной газеты «Отечество» Светлану Хвостанцеву. По версии партии «Гражданская платформа», Светлану уволили из-за того, что она вошла в состав избирательной комиссии, и рекомендовала ее именно «Гражданская платформа». Для Светланы увольнение было неожиданностью (см. монитор за март 2013 года). «Светлана - профессионал. Она ни в чем не провинилась. Да, с точки зрения управления, возможно, были промахи. Но все можно было разрешить. С ее слов, глава района заявил так: в журналистике я ее оставлю, а из коллектива уберу», - рассказал председатель кировского отделения Союза журналистов России, главный редактор «Вятского края» Василий Смирнов. В начале апреля ситуация благополучно разрешилась. Октябрьский районный суд Кирова в открытом судебном заседании 2 апреля 2013 года принял решение о восстановлении на работе С. Хвостанцевой в должности главного редактора газеты «Отечество», оплате за время вынужденного прогула с 04.03.2013 года по 02.04.2013 года. Об этом сообщила пресс-служба партии «Гражданская платформа».

АПРЕЛЬ, 2
Сайт «Новой газеты»
Продолжавшаяся с 31 марта по 2 апреля DDoS-атака на сайт «Новой газеты» в канун ее двадцатилетия беспрецедентна не только для истории самой газеты, но и для всего Рунета. Об этом издание сообщает со ссылкой на аналитиков «Лаборатории Касперского». «Новая газета» подает заявление о совершении кибер-преступления в полицию и Федеральную службу безопасности. Объем нагрузки на канал газеты в пиковые периоды достигал 60 гигабит в секунду. Это в тысячу раз больше средних показателей «Новой», отмечает издание. «Мы впервые сталкиваемся с атакой такой мощности в России, - приводит издание слова специалистов «Касперского». - Россия пока не готова преодолевать их, по самым смелым прогнозам что-то похожее ожидали здесь не раньше 2014-15 годов. На это время запланирована модернизация оборудования магистральных провайдеров, чтобы если не бороться, то хотя бы сдерживать такие атаки». В «Лаборатории Касперского» атаку считают заказной. «Заказ на то, чтобы сделать ресурс недоступным, отрабатывался старательно. Это было нечто: они перебирали все существующие типы атак, как будто искали отмычки», - отмечают специалисты. Им при взаимодействии с провайдерами в итоге удалось отфильтровать весь мусорный транзитный трафик. Сайт удалось поднять, включив строгую фильтрацию.

АПРЕЛЬ, 2
Газета «Московский комсомолец»
ИА «Росбалт»
Ольга Рахимджанова
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский подал два иска в Пресненский районный суд Москвы сразу к двум федеральным изданиям – «Московскому комсомольцу» и «Росбалту», а также к своему коллеге по Государственной думе Илье Пономареву. В исковом требовании он просит привлечь депутата от «Справедливой России» к ответственности за клевету о поддельной диссертации. Пресс-секретарь суда Нина Юркова сообщила, что один из исков о защите чести и достоинства подан к газете «Московский комсомолец», журналисту Ольге Рахимджановой и депутату Илье Пономареву, второй - к изданию «Росбалт» и Илье Пономареву. По словам пресс-секретаря Владимира Жириновского Юрия Рыжова, в заявлениях лидера ЛДПР речь идет именно о необоснованных подозрениях в плагиате. Илья Пономарев, в свою очередь, также выразил готовность лично принять участие в слушаниях в Пресненском суде. По мнению Ильи Пономарева, у Владимира Жириновского нет шансов победить в суде, а сам он намерен отстаивать свою позицию до конца.

АПРЕЛЬ, 2
Печатные СМИ
Петербургская Ассоциация издателей и распространителей «Балтийская пресса» направила губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко письмо с просьбой сохранить существующую адресную программу размещения газетных киосков. После того как постановление правительства Петербурга «О порядке размещения нестационарных торговых объектов» вступит в силу, из Северной столицы могут исчезнуть до 70% газетных киосков. Под документом подписались более 30 руководителей петербургских издательств и сетей распространения периодической печатной продукции. В том числе свою обеспокоенность выразили компании «Нева-Пресс», «Союзпечать», «Роспечать», «Метропресс», ИД «Северный город», «Бонниер Бизнес Пресс», «Аргументы и факты», «Спорт-Экспресс», «Комсомольская правда». Авторы письма обращают внимание губернатора на то, что постановление «фактически ликвидирует около 70% действующих газетно-журнальных киосков. Следствием этого станут ущемление права значительного числа горожан на оперативное получение информации, исчезновение огромного количества рабочих мест, снижение налоговых отчислений в бюджет». Также это повлечет за собой и резкое снижение тиражей газет и журналов, что сделает нерентабельным и издательский бизнес. Напомним, что с 1 января 2013 года в силу вступило постановление правительства Петербурга №1045 «О порядке размещения нестационарных торговых объектов», которое существенным образом меняет сложившийся порядок размещения киосков в Северной столице. В том числе документ предполагает демонтаж тех нестационарных торговых объектов, которые находятся в охранных зонах инженерных сетей.

АПРЕЛЬ, 2
Телекомпания «Тивиком»
Журналисты телекомпании «Тивиком» создадут свой кабельный канал. «Тивиком» лишился части своего коллектива - после скандала с мэрий Улан-Удэ телекомпанию покинуло 16 человек. Ушедшие с прежнего места работы создадут свой собственный кабельный канал и будут работать под руководством Антона Пластинина. Вечером 28 марта к зданию телекомпании «Тивиком» прибыли сотрудники Комитета по управлению имуществом города Улан-Удэ, которые вместе с сотрудниками ЧОП «Тигр» попытались попасть внутрь. Однако журналисты забаррикадировали двери. Как сообщали представители мэрии, они приехали для осуществления контроля за помещением, собственниками которого они являются. Сотрудников комитета внутрь не впустили. Они остались ждать генерального директора компании Антона Пластинина. Заложниками ситуации оказались несколько сотрудников телекомпании. Они получили распоряжение генерального директора никого не впускать до его приезда. Попасть в здание не удалось даже главному редактору Александру Левашову. А уже 29 марта в связи с сложившейся ситуацией на «Тивикоме» на планерном совещании улан-удэнская администрация дала разъяснения. В частности, по этому вопросу высказались и.о. председателя Комитета по управлению имуществом и землепользованию Елена Григер и заместитель сити-менеджера Алексей Хандархаев. Первая считает, что сопровождение сотрудников комитета ЧОПом обычная практика. А Алексей Хандархаев назвал ситуацию вокруг телекомпании и вовсе глупостью (см. монитор за март 2013 года). Тем не менее, генеральный директор ТК «Тивиком» Антон Пластинин расценивает действия Комитета по управлению имуществом как «давление на средства массовой информации», напоминающие рейдерский захват. Позднее стало известно, что руководство телекомпании «Тивиком» сменится. В частности, на посту генерального директора компании Антона Пластинина заменит главный редактор телекомпании Александр Левашов. Та часть коллектива, которая покинула телеканал, обвиняет в сложившейся ситуации городские власти. Они также сообщили, что после смены власти в Улан-Удэ «Тивикому» порекомендовали намного чаще «освещать» мэрию и делать это как можно в лучшем свете. Журналисты обратились с просьбой разобраться в ситуации к прокурору и главе Бурятии. А также они направили обращение президенту России, Владимиру Путину.

АПРЕЛЬ, 3
Валентин Халецкий
В Москве освободили из СИЗО корреспондента украинской газеты «Славянские новости» Валентина Халецкого для оформления статуса беженца по политическим убеждениям. Об этом сообщил адвокат Халецкого Василий Аксенов, передает «УНИАН». «По решению Генеральной прокуратуры России Халецкого освободили. Сейчас он оформляет статус беженца по политическим убеждениям, так как признано, что его преследование государством Украина политически мотивировано», - сказал адвокат. Он заявил, что Украина требовала от России экстрадиции Халецкого, так как он является автором распространенной в интернете «Хартии воссоединения народа России, Украины и Белоруссии». Кроме этого, Аксенов подчеркнул, что Генпрокуратура РФ отказала Украине в его выдаче. 18 декабря в Москве был задержан корреспондент украинской газеты «Славянские новости» Валентин Халецкий, объявленный МВД Украины в международный розыск. Халецкий является автором многих статей о необходимости интеграции Украины со странами постсоветского пространства. По информации МВД Украины, он обвиняется в мошенничестве и подделке документов и к политике его арест никакого отношения не имеет. 20 декабря Дорогомиловский районный суд Москвы арестовал корреспондента украинской газеты «Славянские новости» Валентина Халецкого на 40 суток для подготовки документов для экстрадиции в Украину (см. монитор за декабрь 2012 года).

АПРЕЛЬ, 3
Рамиль Рахматов
В Республике Башкортостан политический обозреватель газеты «Бонус» и интернет-портала «Proufu.ru» - Рамиль Рахматов может стать фигурантом уголовного дела. Власти уже неоднократно пытаются сделать из журналиста обвиняемого. Обзоры, аналитика, статьи журналиста раскрывают недостатки и просчеты власти. Буквально на днях Рамилю Рахматову вручили повестку, без указания статьи и времени проведения заседания, в повестке есть только фамилия судьи. Сам Рамиль видит в этом попытку заставить замолчать независимую прессу, запугать его лично и оказать давление на издание, в котором и была опубликована злополучная статья. Председатель комитета по СМИ регионального отделения партии «Справедливая Россия» Азамат Галин сообщил, что «партия внимательно следит за развитием ситуации вокруг независимого политического журналиста. В ближайшее время мы направим в Государственную Думу России обзорную справку, в которой подробно изложим обстоятельства и факты преследования журналистов в Башкортостане, факты изъятия тражей газеты «Бонус», и факты DDoS-атак на сайты. В данной ситуации мне картина происходящего представляется таковой. Рамиль независим, пишет объективно, властям любого уровня в Башкортостане это не нравится. То, что чиновник управления делами президента Башкирии с регулярным упорством подает на него заявления о возбуждении дела - сигнал для всего сообщества журналистов. Уже сегодня медиасообщество муссирует слух о необходимости проведения акций в поддержку Рахматова, я вижу здесь два последствия. Первое- конфликт выйдет за пределы региона на федеральный уровень, второе - имидж Рустэма Хамитова серьезно пострадает».

АПРЕЛЬ, 3
Константин Бауэр
В Лесосибирске (Красноярский край) сотрудники полиции ищут злоумышленника, избившего журналиста Лесосибирской телерадиокомпании Константина Бауэра. Об этом сообщили в пресс-службе ГУ МВД по Красноярскому краю. Полицейские установили, что 29 марта ночью Константин Бауэр возвращался из домой. По словам очевидцев, около часа ночи у него произошел конфликт с мужчиной, закончившийся дракой. С черепно-мозговыми травмами Константина Бауэра доставили в центральную городскую больницу. В тяжелом состоянии журналист был помещен в реанимацию. Следственным отделом ОМВД России по Лесосибирску возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 111 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью»). Создана специальная следственно-оперативная группа из наиболее опытных сотрудников уголовного розыска, участковых уполномоченных полиции и следователей. Расследование уголовного дела находится на личном контроле начальника городского отдела внутренних дел. Полиция 4 апреля задержала в Лесосибирск неоднократно судимого ранее местного жителя, который подозревается в избиении журналиста, сообщил представитель ГУМВД по региону Владимир Юрченко. «Лесосибирским оперативникам удалось найти очевидцев конфликта, которые помогли установить приметы нападавшего. Для его поисков было сформировано четыре специальных группы, которые в процессе обхода жилого сектора задержали подозреваемого. Им оказался ранее неоднократно судимый за имущественные преступления 23-летний молодой человек», - рассказал Юрченко. На момент задержания подозреваемый уже находился в розыске за кражу. В отделении полиции молодой человек признал свое участие в конфликте с журналистом, но заявил, что не имел намерения причинить тяжкий вред здоровью пострадавшего.

АПРЕЛЬ, 3
Газета «Красное знамя»
В Республике Коми журналистам газеты «Красное знамя» задерживают зарплату, причем перебои с выплатой зарплаты систематические. По данным «Комиинформа», в настоящее время коллектив еще не получил зарплату за февраль 2013 года. По словам главного редактора газеты Евгения Горчакова, у издания, действительно, есть серьезные трудности. «У нас есть задержка по зарплате, мы просто не можем ее перескочить, так как у нас есть ряд других первоочередных обязательств. Но заработную плату люди получают, просто есть задержка, вот в ближайшие дни будет выплачена февральская зарплата», - сказал Е. Горчаков. По данным «Комиинформа», трудности газета испытывает и при расчетах с типографией, а также за аренду офиса. В настоящее время с газеты взыскивается до 1 млн.руб долгов, ожидается выселение из помещений по решению суда.

АПРЕЛЬ, 4
Медиахолдинг «39 канал»
В Анапе (Краснодарский край) в медиахолдинге «39 канал» прошли обыски. По сообщению интернет-портала Anapa-News, вооруженные люди появились в помещениях телекомпании примерно в 14.45. «Был заблокирован первый и мансардный этажи лестницы, которая ведет на 3 и 4 этажи медиахолдинга. Вооруженные мужчины в черной униформе запретили сотрудникам выходить из своих кабинетов и пользоваться телефонами. Ведется допрос директора ООО «39 канал», - сообщали сотрудники интернет-издания. Контроль за сотрудниками был настолько жестким, что выйти покурить обеспокоенным людям разрешили только спустя несколько часов и только в сопровождении правоохранителя. Причину столь пристального внимания со стороны правоохранительных органов сами журналисты видят в некоторой «близости» к данному СМИ задержанного накануне депутата ЗСК края Сергея Зиринова. Народного избранника подозревают в причастности к организации покушения на убийство заместителя казачьего атамана Анапы Николая Нестеренко. В результате покушения был убит водитель Нестеренко – Виктор Жук, сам зам. атамана серьезно не пострадал.

АПРЕЛЬ, 8
Газета «БИЗНЕС Online»
В производстве Вахитовского районного суда Казани находится дело по иску о защите чести и достоинства главы госкорпорации «Радиоэлектронные технологии» Николая Колесова к газете «БИЗНЕС Online». Истец требует публикации опровержения и компенсации морального вреда в размере 30 миллион рублей. Претензии истца вызвали, в частности, сообщения о том, что его обвиняют в попытке обанкротить оборонный НИИ ради земли на Рублевке и что он уличен в «сердюковщине». Газета представила суду лингвистическую экспертизу фраз, ставших причиной спора. Ее провела доцент кафедры современного русского языка и методики преподавания КФУ Татьяна Виноградова, имеющая стаж научно-исследовательской деятельности свыше 30 лет. Профессиональный ученый в своем заключении дала исчерпывающие разъяснения по поводу претензий Колесова. Она указала на то, в частности, что выражение «уличить в «сердюковщине», так обидевшее истца, не имеет смысловой завершенности и не содержит сведений о конкретном факте. А раз нет сведений, значит, они в принципе не могут быть правдивыми или ложными.

АПРЕЛЬ, 4
Радиостанция «Эхо Москвы»
Матвей Ганапольский
Мосгорсуд отменил решение первой инстанции, удовлетворившей иск о защите чести и достоинства благотворительного фонда «Федерация» и его главы Владимира Киселева к радиостанции «Эхо Москвы» и журналисту Матвею Ганапольскому, сообщает РАПСИ со ссылкой на представителя фонда Константина Козлова. «Суд постановил решение первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать», - рассказал Козлов. Сам Ганапольский заявил, что доволен таким исходом суда и напомнил, что недавно иск у «Федерации» выиграл журналист Александр Минкин. В октябре прошлого года Пресненский суд столицы занял сторону «Федерации» и обязал Ганапольского опубликовать в личном блоге на сайте радиостанции опровержение на публикацию под названием «Новая афера под шампусик?». Скандальная запись была посвящена благотворительному концерту, проведенному фондом в декабре 2010 года, на котором, в частности, спел и сыграл на рояле Владимир Путин. Ганапольский опубликовал письмо матери больного ребенка Ольги Кузнецовой, которой якобы обещал помочь фонд, а также заявил, что необходимо проверить, «не были ли лучшие намерения западных звезд растворены в шампусике очередной аферы». Пост Ганапольского вызвал недовольство фонда, его глава Киселев заявил, что запись стала поводом для появления материалов, в которых деятельность фонда ставилась под сомнение, и в других СМИ. В марте 2011 года Киселев заявил, что фонд «Федерация» намерен защищать свою репутацию в суде, и готовит иски против ряда СМИ (см. монитор за август, октябрь 2012 года).

АПРЕЛЬ, 4
Сайт «Ингушетияру.Орг»
Решением Магасского районного суда Ингушетии интернет-сайт «Ингушетияру.Орг» признан экстремистским. Об этом сообщила прокуратура Республики Ингушетия. Согласно сообщению прокуратуры, в ходе мониторинга средств массовой информации на сайте с адресом «Ингушетияру.Орг» неоднократно выявлялись информационные материалы, в текстах которых имеются признаки экстремизма. «В связи с этим, на основании ст. 13 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», прокуратура Республики Ингушетия в интересах Российской Федерации и Республики Ингушетия обратилась с заявлением в суд о признании интернет-сайта «Ингушетияру.Орг» экстремистским. Указанные заявления решением Магасского районного суда удовлетворены», - говорится в сообщении. По данным прокуратуры, на сайте, в частности, были опубликованы материалы, в которых содержались «заведомо ложные обвинения лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей». Сайт «Ингушетияру.Орг» начал работу после того, как в июне 2008 года Кунцевский суд Москвы признал экстремистским и лишил доменного имени сайт «Ингушетия.Ру», владельцем которого был известный ингушский оппозиционер Магомед Евлоев (см. монитор за инюнь 2008 года). Сайт публиковал много критических материалов о тогдашнем главе Ингушетии Мурате Зязикове. Евлоев был убит 31 августа 2008 года. Зязиков ушел в отставку в ноябре того же года.

АПРЕЛЬ, 4
Сайт «Московского комсомольца»
На сайт «Московского комсомольца» совершена хакерская атака. В редакции издания не исключают, что атака может быть связана с недавними громкими публикациями в газете и на ее сайте о ряде депутатов Госдумы. Газета «Московский комсомолец» сообщила о DDoS-атаке на ее сайт MK.ru в ночь на 4 апреля. Количество информационных запросов, среди которых было много так называемого паразитного трафика, резко выросло, говорится в сообщении. По данным технической службы газеты, в атаке принимают участие около 800 хостов. Служба предупреждает о том, что доступ к ресурсу может быть затруднен в связи с фильтрацией трафика. В редакции издания не исключают, что атака может быть связана с недавними публикациями в газете и на ее сайте о ряде депутатов Госдумы, которые привели к конфликту между редакцией газеты и партией «Единая Россия». Конфликт разгорелся после опубликованной в газете статьи Георгия Янса «Политическая проституция сменила пол». Речь в материале шла, в частности, о депутатах от «Единой России» Ирине Яровой, Екатерине Лаховой и Ольге Баталиной. Замсекретаря генсовета партии Андрей Исаев бурно отреагировал на статью. «Конкретный редактор и автор ответят жестко», - написал он в Twitter. Главный редактор издания Павел Гусев сообщил, что намерен попросить Генпрокуратуру проверить высказывания парламентария на предмет содержания в них угроз, а Госдума приняла заявление, в котором призвала Гусева публично извиниться за статью. В конце марта депутаты предложили проверить правомерность передачи газете здания типографско-издательского комплекса в центре столицы (см. монитор за март 2013 года).

АПРЕЛЬ, 4
Дмитрий Ремизов
В Ростове-на-Дону к Дмитрию Ремизову, журналисту «Росбалта», домой пришли с обыском сотрудники ГУ МВД по Южному федеральному округу. Журналист «Росбалта» сообщил, что правоохранители предъявили постановление о проведении следственных действий по уголовному делу, возбужденному по факту надругательства над государственным флагом РФ. Ранее, 27 февраля, домой к Дмитрию Ремизову пришли двое сотрудников ГУ МВД по ЮФО и пригласили на беседу в окружной главк. Следователь полиции интересовался неким инцидентом с «надругательством над флагом». Ремизов заявил, что сотрудник полиции сообщил ему о том, что на видео, где группа людей сжигает флаг, похожий на флаг РФ, журналиста «опознали» какие-то люди. Причем на записи все люди в масках. Сотрудник «Росбалта» утверждает, что его там не было, что и было записано следователем.

АПРЕЛЬ, 4
Божена Рынски
Следственный комитет закрыл уголовное дело против обозревателя Газеты.Ру Божены Рынски об оскорблении полицейских. Следствие на основании экспертизы пришло к выводу, что использование слов «животные», «нелюди» и «зверье» в отношении омоновцев не является неприличным. Обещание выколоть глаза полицейским шилом СКР также не счел поводом для уголовного преследования. «Несмотря на то, что действия Божены Рынски формально и содержат признаки деяний, подпадающих под статьи УК об экстремизме и оскорблении полицейского, однако они малозначительны и не представляют общественной опасности», - заявил источник, близкий к следствию. Сама Рынска заявила, что дело против нее закрыли по обоюдному согласию сторон. «Я подписала, что не имею к ним претензий, а они - что ко мне, вот и все. Договариваться по деньгам я бы никогда в жизни не стала в этой ситуации», - сказала она. Дело против Рынски было возбуждено в июне прошлого года. «Установлено, что 6 декабря 2011 года на несогласованном митинге оппозиции на Триумфальной площади Рынска публично оскорбила полицейского, после чего на интернет-сайте в «Живом журнале» разместила его фотографии и сообщения, в которых имеются выражения, оскорбляющие сотрудников полиции в целом и непосредственно изображенного на фотографиях полицейского», - сообщили тогда в пресс-службе ГУ МВД. Акция протеста на Триумфальной площади состоялась на следующий день после митинга на Чистых прудах и последующего силового разгона. Рынска была задержана на Триумфальной вместе с сотнями других протестующих. Многие из задержанных в тот день были жестоко избиты полицейскими. В своем ЖЖ Рынска выразила намерение отомстить задержавшим ее полицейским. «Думаю, может, в следующий раз шило с собой брать, чтобы изловчиться и глаз кому-нибудь из них выколоть? Во всяком случае, так этого не оставлю, фотографии тех, кто меня задерживал, у меня есть. Найду и перевешаю. В смысле, подумаю, как втихаря отомстить этим двум пупсикам», - писала Рынска. Этот пост впоследствии был удален. Проверкой поста занялось Главное управление по противодействию экстремизму. Эксперты МВД обнаружили в блоге Рынски признаки экстремизма и угрозы жизни сотрудников полиции. Материалы проверки были переданы в СКР по Тверскому району Москвы, однако следователи не нашли оснований для привлечения журналистки к уголовной ответственности. Повторная лингвистическая экспертиза не обнаружила криминала в записях Рынски (см. монитор за декабрь 2011 года, апрель, июнь 2012 года).

АПРЕЛЬ, 6
Сергей Кушеев
В Вологде главный редактор интернет-портала «Позиция» Сергей Кушеев не был допущен охраной на встречу с главой города по поводу незаконных штрафстоянок.

АПРЕЛЬ, 8, 25
Виктор Корб
Омский блогер и общественный деятель Виктор Корб обжаловал абсурдное, с его точки зрения, судебное решение о признании его эссе, а также статей историка Юрия Афанасьева и экономиста Владислава Иноземцева экстремистским. Виктор Корб подал жалобу на судебное решение, о котором случайно узнал через три месяца после его вынесения. Как сообщалось, его эссе «Договор vs норма» Центральным районным судом признано экстремистским наряду со статьями известных публицистов – историка Юрия Афанасьева и экономиста Владислава Иноземцева. Оказались эти тексты волею судьбы, а не их авторов, в «экстремистском месте» - газете под названием «Радикальная политика», издаваемой известным оппозиционером Борисом Стомахиным (см. монитор за март 2013 года). Такие «процессы над текстами» без участия тех, кто их написал, проходят в закрытом режиме по всей стране, как пишет блогер на сайте «Омск политический», с нарушениями основополагающих норм судопроизводства – открытости, гласности, состязательности, равноправия сторон и т.д. Создает почву для вынесения неправосудных решений и сам Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности», точнее, одна из его статей – 13-я, которая не позволяет проводить по такого рода делам полноценные судебные разбирательства и доводит «борьбу с экстремизмом» порой до абсурда. Виктор Корб пытается ее повернуть в русло здравого смысла и правосудия. В первых числах апреля он направил в Центральный районный суд Омска апелляционную жалобу на решение от 28 ноября 2012 года, о котором не был он извещен, с требованием отменить его на том основании, что оно принималось с грубыми нарушениями ГПК. Также он подал заявление на имя председателя райсуда о восстановлении процессуальных сроков и о содействии в получении реквизитов дела об экстремистских материалах. 25 апреля Центральный районный суд Омска постановил отменить свое же решение о признании экстремистским материалом всего номера газеты «Радикальная политика» за сентябрь 2011 год и отправил дело на новое рассмотрение по вновь открывшимся обстоятельствам.

АПРЕЛЬ, 8
Сергей Резник
Известный ростовский журналист и блогер, корреспондент газеты «Южный Федеральный» Сергей Резник дважды подавал заявления в правоохранительные органы по поводу угроз, которые поступали ему по мобильному телефону. Но Управление СК РФ по Ростовской области возбудило уголовное дело в отношении него самого. В обвинительном заключении написано, что Сергей Резник якобы «с целью привлечения к себе внимания общественности и журналистов» и «поднятия профессионального рейтинга» сам нанял двух своих знакомых, чтобы они звонили ему с угрозами. Уголовное дело возбуждено по статье 306 УК РФ («Заведомо ложный донос») и всё обвинение, как заявил корреспонденту ФЗГ Сергей Резник, построено только на показаниях этих самых «знакомых» - людей, с которыми на самом деле у журналиста был серьезный конфликт. Вторая статья УК РФ, по которой Резнику предъявлено обвинение – это статья 204 («Коммерческий подкуп»). Журналист был задержан сотрудниками полиции после того, как он передал 2 000 рублей специалисту станции техобслуживания за выданную ему карту о соответствии его автомобиля требованиям безопасности и возможности его эксплуатации. Сергею Резнику также предъявлено обвинение по статье 319 УК РФ («Публичное оскорбление представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей»). Следователь Управления СК РФ по Ростовской области Галкин написал в постановлении о привлечении Резника в качестве обвиняемого, что журналист неоднократно размещал в своем личном блоге высказывания оскорбительного характера в отношении председателя Ростовского арбитражного суда Соловьевой. Эксперты Южного регионального центра судебной экспертизы Министерства юстиции РФ пришли к выводу, что высказывания автора в статьях «Шабаш нечисти в Ростове» и в других его публикациях носят оскорбительный характер и «нарушают коммуникативно-этические нормы публичного речевого поведения». Сергей Резник знакомится с делом, первое судебное заседание ещё не назначено. Фонд защиты гласности будет следить за ходом этого громкого процесса.

АПРЕЛЬ, 8
Борис Комаров
Полиция Новосибирска ищет преступников, напавших на президента холдинга «Юнитон-медиа» Бориса Комарова. Бизнесмена, ставшего основателем одной из лучших российских радиостанций, избили с использованием кастетов. В результате нападения Борис Комаров госпитализирован. По предварительным данным, у потерпевшего сотрясение головного мозга и верхний скуловой перелом челюсти. По факту происшествия возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство». По предварительным данным, около 10:30 двое злоумышленников подкараулили Бориса Комарова возле дома N122 по улице Немировича-Данченко. Там расположен офис потерпевшего. В 1995 году Борис Комаров основал радиостанцию «Юнитон» (тогда «Радио НТН»), которая впоследствии неоднократно получала награды, в том числе за профессионализм в производстве аудиорекламы.

АПРЕЛЬ, 8
Газета «Трибуна»
По сообщению главного редактора газеты «Трибуна» (Сыктывкар) Владимира Сумарокова, в производстве одного из судов находится дело по иску о защите чести и достоинства, предъявленному к изданию бывшим правоохранителем, осужденным за должностное преступление. Он вчинил «Трибуне» иск за то, что газета назвала его «оборотнем в погонах». «При этом в суде он размахивал словарем Ожегова, где сказано: «оборотень – существо, способное менять человеческий облик и превращаться в животное». «Ваша честь! – кричал истец. - Журналисты назвали меня скотиной!» Судебный процесс «по защите чести и достоинства» еще не закончен. И что решит судья, я пока не знаю», - рассказал главный редактор.

АПРЕЛЬ, 8
Газета «Новая Ладога»
Всё начиналось как обычно. Жители города Питкяранты (Республика Карелия), в чьих домах проводился капитальный ремонт, не сумели получить информацию от управляющей компании о сроках работ, о занимавшейся ремонтом подрядной организации, и обратилась за помощью в редакцию районной газеты «Новая Ладога». Поскольку это было уже не первое подобное обращение, то в редакции подготовили статью «Требуйте капремонта», назвав в ней управляющие компании, к которым возникли претензии у жителей города. Руководители названных компаний, не посчитав нужным вступать в публичный спор с редакцией, обратились в суд, утверждая, что журналисты распространили недостоверную информацию, унижающую честь и достоинство истцов. Юристы управляющих компаний доказывали в судебном заседании, что последние сделали всё, чтобы граждане были в курсе - кем будет вестись капитальный ремонт их домов, кто будет контролировать сроки и качество исполнения работ. Однако у ответчиков нашлись документальные подтверждения, опровергающие эту информацию. Три месяца в суде сравнивались доказательства сторон, и в итоге судья согласилась с редакцией, что опубликованная статья не покушается на деловую репутацию истцов, которые, начиная ремонт жилых зданий, в самом деле, предоставили администрации Питкярантского городского поселения не всю информацию. Кроме того, это было сделано с существенным нарушением сроков и не в полном объеме. В результате суд принял решение в иске отказать.

АПРЕЛЬ, 8
Сергей Кушеев
В Вологде главный редактор интернет-портала «Позиция» Сергей Кушеев был избит полицейскими при задержании. Об этом в своем блоге сообщил бывший депутат Законодательного собрания Вологодской области Евгений Доможиров. «Полицейские избили главного редактора интернет-СМИ «Позиция» Сергея Кушеева. Он сейчас во втором отделе полиции Вологды», - написал Доможиров. Сергей Кушеев на протяжении нескольких лет активно критиковал работу властей областного центра. Также оппозиционер известен своими многочисленными жалобами во все возможные надзорные инстанции по поводу состояния вологодских автодорог и знаков дорожного движения – именно за телефонные звонки с требованием убрать незаконные дорожные знаки Кушеев и был задержан как «телефонный террорист». Позднее ему пришлось обращаться в травмпункт.

АПРЕЛЬ, 9
Все СМИ
В Крымске (Краснодарский край) журналистов не допустили на судебное заседание в районный суд, где началось рассмотрение дела, которое касается наводнения в июле прошлого года.

АПРЕЛЬ, 9
РЕН ТВ
Супруга осужденного в США российского бизнесмена Виктора Бута, получившего 25 лет тюрьмы по обвинению в незаконной торговле оружием, через суд требует взыскать с телеканала РЕН ТВ 1 миллион долларов по иску о защите чести и достоинства. Бут заявила, что обратилась в Хамовнический суд Москвы с иском, в котором требуем признать сведения о своем муже, распространенные в документальном фильме «Мафия страны советов», клеветническими. Претензии касаются шести утверждений из фильма, в том числе, что В. Бут является «оружейным бароном» и «главарем русской мафии».

АПРЕЛЬ, 10
Светлана Локоткова
В поезде «Саратов – Москва» задержана корреспондент журнала The New Times Светлана Локоткова. Полиция утверждает, что женщина задержана обоснованно за участие в конфликте с пассажирами. Как рассказал сотрудник пресс-службы Управления на транспорте МВД по Центральному федеральному округу, составлен административный протокол по статье 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»). Его копия Светлане Локотковой вручена. Материалы переданы в Мичуринский городской суд Тамбовской области. По данным полиции, накануне в 23:45 в дежурную часть линейного отдела МВД на станции Мичуринск поступило телефонное сообщение от службы 02 о том, что в поезде №9 сообщением «Саратов – Москва» во втором вагоне произошла конфликтная ситуация с участием пассажирки с признаками алкогольного опьянения, и требуется наряд полиции. Прибывший наряд транспортной полиции опросил бригадира поезда, проводников и свидетелей. На основании переданного акта, составленного и подписанного начальником поезда и проводниками, Локоткова была снята с поезда и доставлена в дежурную часть отдела на станции Мичуринск. Женщина отказалась от медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Ранее член координационного совета саратовского объединения избирателей, журналист Антон Наумлюк сообщил, что Светлана Локоткова в ночь на четверг была снята с поезда и доставлена в отдел полиции в Тамбовской области. «В среду Локоткова села в поезд N 9 «Саратов – Москва». Примерно в 23:00 по московскому времени Светлана позвонила мне со своего мобильного, сказала, что ее ссадили с поезда на станции Мичуринск-Уральский, вещи уехали дальше. Сообщила, что ночью в поезде к ней начал приставать подвыпивший мужчина, который потом сам же вызвал полицию и обвинил ее якобы пьяную в хулиганстве», - рассказал Антон. По распоряжению начальника поезда журналистку высадили из вагона и препроводили в дежурную часть полиции. 16 апреля Светлана Локоткова должна была выступить в суде в качестве свидетеля по делу о фальсификации результатов выборов в Саратовскую областную думу в октябре 2012 года на избирательном участке N 26 Волжского района Саратова, где она работала в качестве наблюдателя. Однако она может не попасть на судебное заседание, если будет принято решение об ее административном аресте за происшествие в поезде.

АПРЕЛЬ, 10
Газета «Правда Северо-Запада»
В Архангельске предпринята попытка скупить тираж свежего выпуска «Правды Северо-Запада». В свет вышел очередной номер газеты «Правда Северо-Запада». И уже через пару часов от распространителей в редакцию стали поступать звонки о том, что некие молодые люди скупают тираж. Всего было скуплено порядка 1000 экземпляров. Как сообщили в редакции газеты, скупщики получили на руки 1/9 часть тиража. Остальное дошло до адресатов, в том числе и через розничную сеть продаж. Наиболее вероятной причиной для столь резкого интереса к газете, по мнению редакции, могла послужить публикация статьи о причинах фактически банкротства лесозавода № 3. А также упоминание в материале подлинных названий тех фирм, что стоят «у руля» процесса. Подтверждением этому служит то, что некоторые скупщики интересовались у продавцов, есть ли в газете материал про лесозавод №3. А когда, взяв посмотреть выпуск, видели искомое, то произносили сакраментальную фразу «Все возьму». Редакция «Правды Северо-Запада» намерена по факту скупки части тиража выпуска от 10 апреля обратиться в полицию с заявлением. Во-первых, чтобы этот факт был зафиксирован. Во-вторых, редакция считает, что имеет дело с попыткой воспрепятствовать законной деятельности журналистского коллектива – умышленной попыткой лишить жителей Архангельска права на информацию.

АПРЕЛЬ, 11
Тимофей Бутенко
В Саратове следователи по делу об избиении журналиста местной газеты «Наша Версия» установили подозреваемого в совершении этого преступления, однако он предъявил встречные претензии к пострадавшему, сообщило региональное управление СК РФ. В конце января журналиста газеты Тимофея Бутенко избили возле здания ОАО «Нефтемаш-Сапкон», когда они вместе с коллегой - фотокорреспондентом Натальей Курочкиной по редакционному заданию прибыл на собрание членов ТСЖ-1. По данным следствия, два человека в марлевых повязках на лице вытолкнули корреспондентов из вестибюля на улицу, после чего один из них дважды ударил Бутенко по лицу (см. монитор за январь 2013 года). Было возбуждено уголовное дело по факту воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов. Максимальная санкция по этой статье УК РФ - шесть лет лишения свободы. Следователи установили личности обоих нападавших. «Из материалов дела следует, что один из них в ходе конфликта с корреспондентом Бутенко нанес журналисту телесные повреждения. Между указанными лицами проведены очные ставки. Мужчина, наносивший удар корреспонденту, допрошен в качестве подозреваемого», - говорится в сообщении. Он находится под подпиской о невыезде. Следствие также проверяет выдвинутую подозреваемым версию о том, что журналист на него напал первым. «Следствием проверяется версия о возникновении конфликта между журналистами и мужчинами в масках из-за нанесения удара в пах одному из последних Тимофеем Бутенко», - отмечают в СУСК. Сам Бутенко ранее сообщил, что журналисты должны были осветить собрание членов ТСЖ-1, жильцы домов которого выражали недовольство деятельностью представителей товарищества и просили прессу осветить эту проблему. Претензии, отметил он ранее, касались многих вопросов, в том числе тарифов.

АПРЕЛЬ, 11
«ВТК Кабардино-Балкария
»
Муртаз Пачев
В ФЗГ поступила информация о том, что в Кабардино-Балкарской Республике отлучен от эфира радиостанции «ВТК Кабардино-Балкария» журналист Муртаз Пачев. «29 марта мне объявили о снятии с вещания и уже готового материала о двадцатилетии КПРФ, запланированного на 1 апреля, и о временной приостановке выхода в эфир всех последующих передач, которые якобы не соответствуют концепции вещания радио… Происходящее в ГКУ «ВТК Кабардино-Балкария» представляет собой грубое нарушение свободы слова, свободы СМИ, закрепленных в Конституции и Федеральных законах, закона о праве на труд и получения вознаграждения за него. Руководство во главе с Дроздовым И.П. взяло курс на подавление «инакомыслящего», а не на обеспечение сотрудников всем необходимым и создание здоровой обстановки в коллективе», - говорится в обращении, которое журналист направил главе республики А. Канокову. Муртаз Пачев считает происходящее следствием публикации в «Газете Юга» его письма о тяжелой обстановке, сложившейся в ГКУ «ВТК Кабардино-Балкария» в связи с переходом на ФМ-вещание. Ранее с эфира снимались передача «Посторонним вход разрешен» с материалом о коррупции, который был признан вредным для республиканского радио, и интервью руководителя республиканского правозащитного центра В. Хатажукова о деятельности комиссии по адаптации боевиков к мирной жизни (см. монитор за март 2013 года).

АПРЕЛЬ, 11
Сергей Гогин
В ФЗГ обратился Сергей Гогин, свободный журналист из Ульяновска. Он сообщил: «Недавно пришло сообщение пресс-службы губернатора о том, что правительство прекращает доступ журналистов на аппаратные совещания с губернатором на основании того, что ведется онлайн-трансляция. Я уверен, что это нарушение закона о СМИ. Уверен, что журналист имеет право сам выбирать, идти ли ему на совещание лично или смотреть по интернету. А если интернет вырубится? А если у кого-то дома вообще нет интернета или скорость невелика? Получается, при любом техническом сбое власть оказывается засекреченной «по техническим причинам». Вы же понимаете, что многое журналист выводит из личного наблюдения, а веб-камера такой возможности не дает».

АПРЕЛЬ, 11
Все СМИ
Для того чтобы вести фото- и видеосъемку, а также трансляцию хода судебного заседания по делу в отношении Алексея Навального, представителям СМИ потребуется исключительное разрешение председательствующего судьи. Об этом сообщили сотрудники суда. Таким образом, СМИ, желающие вести какую-либо трансляцию процесса над Навальным, должны обратиться к суду с соответствующим заявлением. «Такая просьба отражается в протоколе судебного заседания, если он ведется судом, и подлежит обязательному рассмотрению судом с учетом мнения участников процесса», - передает «Росбалт» слова сотрудников суда. При этом такие заявления от СМИ будут приниматься от слушателей, присутствующих непосредственно в зале судебного заседания. Напомним, Ленинский районный суд Кирова 17 апреля приступит к рассмотрению дела в отношении Навального о хищении имущества «Кировлеса». По версии следствия, во время работы советником губернатора Кировской области в мае-сентябре 2009 года Навальный, вступив в сговор с директором «Вятской лесной компании» Петром Офицеровым и гендиректором «Кировлеса» Вячеславом Опалевым, организовал хищение более 10 тысяч кубометров леса. Навальному и Офицерову грозит до десяти лет заключения.

АПРЕЛЬ, 12
Журнал «Компания»
Бизнесмен Александр Лебедев подал иск о защите деловой репутации в Савеловский районный суд Москвы к другому известному предпринимателю - главе и владельцу банка «Тинькофф Кредитные системы» Олегу Тинькову. Основанием для судебного разбирательства послужило интервью Тинькова, опубликованное в декабре прошлого года в журнале «Компания». В интервью Тиньков называет владельца НРБ «производной коррупции, плотью от плоти коррупционной системы». Он, говоря об Александре Лебедеве, использует следующее выражение: «привык работать в привилегированных условиях», а теперь «оказался в луже». Лебедев сообщил, что в ходе интервью Тиньков распространил в отношении него не соответствующие действительности сведения, порочащие деловую репутацию. Лебедев требует от Тинькова компенсации репутационного вреда в размере 10 млн рублей и опровержения на страницах журнала, который будет выступать в качестве соответчика.

АПРЕЛЬ, 12
Вячеслав Потапов
Иван Кубраков
Андрей Кошик
В Краснодаре задержали съемочную группу телепрограммы «Советская Кубань». Журналисты прибыли к месту, где один из гражданских активистов проводил одиночный пикет против ареста и возбуждения уголовного дела в отношении директора грантовых программ «Южного регионального ресурсного центра» Михаила Саввы. На месте событий полиция заявила, что съемочная группа тоже участвует в пикете, и доставила ее вместе с активистом в отделение УВД Центрального округа Краснодара. По словам одного из задержанных, главного редактора «Советской Кубани» Вячеслава Потапова, распоряжение об их задержании полиции дал сотрудник подразделения «Беркут» ФСБ России, который был в штатском. «Полицейские применяли силу, выламывали руки. Им помогали сотрудники в штатском. Никто не представился», - рассказал по телефону корреспонденту «Кавказского узла» один из задержанных, журналист Андрей Кошик (интернет-издание «Кавказская политика»). Также был задержан заместитель главного редактора «Советской Кубани» Иван Кубраков.

АПРЕЛЬ, 12
Али Камалов
Верховный суд Дагестана, рассмотрев апелляционную жалобу председателя Союза журналистов республики Али Камалова, принял решение полностью отказать в исковых требованиях депутата Народного собрания Шамиля Исаева о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ранее Кировский районный суд Махачкалы частично удовлетворил исковые требования Исаева и вынес решение взыскать с председателя Союза журналистов РД Али Камалова 60 тысяч рублей. Суд решил признать слова Камалова о том, что Исаев причастен убийству главреда газеты «Соргатль» Малика Ахмедилова, не соответствующими действительности. Он также обязал журналиста обратиться в Народного собрание с текстом опровержения этих слов. Камалов подал апелляцию. Представитель Али Камалова юрист Биякай Магомедов попросил суд отказать в иске и отменить решение Кировского суда Махачкалы. Касаясь высказывания Камалова, которое стало предметом иска, он отметил, что эти слова были сказаны на закрытом заседании парламентской комиссии Народного Собрания РД, посвященном расследованию убийств журналистов. «Вице-спикер Николай Алчиев там сказал: «Можете говорить все, что думаете об этих преступлениях». Если бы мы хотели дать огласку всему, что там происходило, для этого была возможность, в том числе у меня, как на то время главного редактора газеты «Черновик». Но это сделано не было», - сказал Магомедов. От также отметил, что на заседании комиссии был дан отвод включению в ее состав кандидатур некоторых депутатов НС, так как у них были непростые отношения с убитым учредителем «Черновика» Хаджимурадом Камаловым, но никто из них не подавал иска о защите чести и деловой репутации. Суд принял решение отменить решение Кировского районного суда Махачкалы. Таким образом, в исковых требования Исаева к Камалову было полностью отказано.

АПРЕЛЬ, 12
Юлия Стрельникова
В Красноярском крае завершена проверка по факту нападения на депутата Назаровского городского Совета депутатов, директора телеканала «ТРК-Причулымье» Юлию Стрельникову. Со слов журналистки, 9 февраля около девяти часов утра в подъезде дома на нее напал неизвестный и несколько раз ударил. В это время в подъезде раздался шум, который спугнул злоумышленника и он скрылся (см. монитор за февраль 2013 года). В ходе проверки сотрудниками полиции был проведен необходимый комплекс оперативно-розыскных мероприятий, анализ собранных доказательств, судебно-медицинская экспертиза. Согласно заключению эксперта, имеющиеся повреждения у потерпевшей не могли быть получены при указанных ею обстоятельствах. Событие преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ («Побои»), в ходе проверки подтверждения не нашло. По результатам проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

АПРЕЛЬ, 12
Татьяна Седых
В редакцию газеты «Моё побережье» (Хабаровский край) обратилась 83-летняя жительница поселка Ванино, ветеран труда, инвалид Л.И. Симчук, пострадавшая от мошенников. Прошло несколько месяцев, а следователями ОМВД Ванинского района преступление так и не было раскрыто. Всё это время сын пострадавшей Анатолий Симчук пытался сам разобраться в случившемся, помогал следствию установить личности мошенников, выяснил, что в деле замешан бывший сотрудник полиции. Пострадавшая семья надеялась, что преступление вот-вот раскроют, но вместо этого пришел ответ «отказать в возбуждении уголовного дела». И тогда Анатолий Симчук написал в газету заметку, в которой, фактически, обвинил сотрудников полиции в бездействии: «В ОМВД банально не пожелали делать работу, за которую получают зарплату». В ответ – тишина. Анатолий Симчук звонит в полицию и просит о встрече с начальником ОМВД Ванинского района. Ему назначили день и время. На эту встречу Анатолий предложил мне пойти с ним, чтобы разговор о том, как в ОМВД трудились над раскрытием преступления, проходил в присутствии журналиста. И вот что из этого получилось. Когда мы вошли в кабинет начальника ОМВД Ванинского района полковника Александра Мухина, он стал требовать, чтобы я вышла, не реагируя на мой вопрос: «Почему вы выгоняете меня из кабинета?». Видя такой оборот дела, я тут же достала диктофон, положила его на стол и включила запись: «А. Симчук: - Александр Владимирович, а сейчас этот вопрос можно решить? - Какой? - Ну, вот журналист помогает нам в этой ситуации… - Ну, я же не запрещаю помогать… Я: - А что тогда здесь секретного, не понимаю, почему вы меня из кабинета выгоняете? - Я с вами сейчас не общаюсь… Тут Анатолий Симчук подал ему заявление, и начальник полиции переключил внимание на него: «А вам нужно предупреждать». - Да я видимо упустил… -Если бы вы предупредили меня, ради Бога, а вот так не надо… - Ну, пойдите, пожалуйста, мне на встречу. Я хочу, чтобы журналист присутствовал. Пожалуйста… Здесь секрета нет никакого. Поймите меня. Я добиваюсь справедливости, я не просто так к вам пришел. - С вами - то вопросов нет, просто вы… - Ну, а если б я сказал раньше? Вмешиваюсь в диалог: – А чтобы изменилось? Ну, сейчас человек сказал, что с ним пришел журналист, какая разница? - А так заходить ко мне не надо!.. Когда я скажу, тогда и зайдете ко мне. - Я ничего не нарушила… - Здесь режимное помещение, понимаете, или нет? Это не проходной двор, не больничка, не администрация! И не ваша редакция!!! - Что я сделала такого, что вы на меня уже и голос повышаете. - Я на вас голос не повышаю. Нашли проходной двор здесь. - Какой проходной двор? Меня пригласил пострадавший человек. - Я вас не приглашал сюда. И разговаривать я буду только с ним, потому что я его знаю, и проблему его знаю». Из кабинета я все-таки не вышла, и полковнику пришлось вести разговор с пострадавшим в моем присутствии. Правда, он в основном слушал, кивал головой и обещал, что разберется. Что же касается того, знакомы ли мы с главным ванинским полицейским, то смею заверить, очень даже хорошо знаем друг друга. Кстати, руководит он той самой милицией-полицией, которая не раскрыла ни одного из более десятка преступлений, совершенных против меня и редакции газеты «Моё побережье».

АПРЕЛЬ, 13
Все СМИ
Директор грантовых программ Южного регионального ресурсного центра (ЮРРЦ) Михаил Савва по решению Октябрьского суда Краснодара арестован на 2 месяца. ФСБ обвиняет его в мошенничестве. Журналистов в здание суда не пустили, вход и все подъезды к суду были блокированы сотрудниками полиции и ФСБ.

АПРЕЛЬ, 13
Все СМИ
Полицию в регионах обязали следить за прикомандированными из Москвы журналистами. Для пресс-служб региональных управлений МВД разработана новая инструкция, которая обязывает сотрудников пиар-отделов главков контролировать деятельность федеральных журналистов, приехавших в регион с командировкой. Как сообщают «Известия», инструкция, которая будет основываться на приказе главы МВД Владимира Колокольцева, обязывает пресс-службы сообщать в Москву о приехавших журналистах Федеральных СМИ.

АПРЕЛЬ, 15
Сайт «Новой газеты»
Редакция «Новой газеты» сообщила об интернет-атаке на сайт издания. «Около 8:40 мощность была до 4 Гб/c, в 9:36 завершилась. В пике достигала 7 Гб/c. Но почти тут же началась с новой силой - которая из-за своей мощности снова «напрягла» провайдеров. Выход у нас прежний: уходим в пул провайдеров «Московского кольца». У многих доступ на сайт будет затруднен. Извините, стараемся справиться с нападением в максимально сжатые сроки», - сообщается на странице «Новой газеты» в Facebook.

АПРЕЛЬ, 13
Газета «Степная мозаика»
Владимир Бессарабов
В Элисте случился пожар, горела республиканская больница. По предварительным данным, возгорание произошло в чердачном помещении пристройки. Но всё обошлось. Пожар загасили, пострадавших нет. Журналист газеты «Степная мозаика» Владимир Бессарабов прибыл на место ЧП с фотоаппаратом и сразу приступил к съёмке. Но к нему сразу приблизился «эмчээсовец» в погонах с вопросом: «Вы кто такой?». Журналист ответил: «Житель Элисты». Офицер удалился, журналист продолжал фотографировать. Затем подошел капитан полиции и потребовал удалить снятые кадры. После категорического отказа стереть запись полицейский пригрозил вызвать наряд. На вопрос: «На каком основании и за что?» ответил: «Там разберемся и найдем, за что! И вообще всё сотрем». Ранее в феврале 2013 года от журналистов «Степной мозаики» требовала стереть фотографии капитан юстиции, попавшая в автоаварию. Она тоже категорично требовала стереть фото происшествия, тоже грозилась вызвать наряд полиции, чтобы отправить журналиста в горотдел и «разобраться на месте».

АПРЕЛЬ, 15
Дмитрий Губерниев
Мособлсуд в понедельник отклонил жалобу телекомментатора Дмитрия Губерниева на решение Химкинского городского суда о частичном удовлетворении иска голкипера петербургского «Зенита» Вячеслава Малафеева о защите чести и достоинства. Таким образом, решение суда первой инстанции о взыскании 75 тысяч рублей и опровержении распространенных сведений вступило в силу. Химкинский суд в октябре прошлого года частично удовлетворил гражданский иск Малафеева к Губерниеву, взыскав с ответчика в качестве компенсации морального вреда 75 тысяч рублей вместо требуемых истцом полутора миллионов и обязав его опровергнуть распространенную порочащую информацию. В августе 2011 года Губерниев в перерыве матча 22-го тура чемпионата России по футболу в эфире позволил себе оскорбительное высказывание, которое касалось вратарской линии сборной России. Также телекомментатор коснулся обстоятельств смерти жены Малафеева, погибшей в автомобильной аварии в марте того же года. Комментатор не знал, что его переговоры с коллегой транслируются в интернете на сайте Sportbox.ru (см. монитор за февраль 2012 года, март 2013 года).

АПРЕЛЬ, 15
«Открытая газета для всех и каждого»
Елена Суслова
Октябрьский суд Ставрополя частично удовлетворил иск высокопоставленной чиновницы к собственному корреспонденту «Открытой газеты для всех и каждого» в Минеральных Водах Елене Сусловой. В июле 2012 года газета опубликовала статью Сусловой «Пошел вон отсюда, псих!». Поводом для написания острой статьи послужила невероятная, до дикости, история. Пенсионер, житель Минвод, на неоднократные жалобы по разным поводам (о состоянии общественных туалетов, пожароопасном состоянии рынка, поборах в паспортном столе и т.д.) в аппарат Полномочного представителя президента в СКФО получил, наконец, ответ - официальное письмо на бланке с государственной символикой. Ответ его сразил, как сразил и журналиста, и читателей газеты. В нем говорилось, что жалобщик, возможно, страдает психическим расстройством, и хорошо, если бы он обратился в ближайший психоневрологический диспансер для обследования и назначения соответствующего лечения. Да, еще о результатах лечения предлагалось сообщить им, в аппарат… Подписано столь поразительное письмо было начальником секретариата аппарата Полномочного представителя президента Российской Федерации в СКФО Татьяной Панфиловой. Естественно, газета разразилась негодующей статьей. Автор Елена Суслова имела право на самую нелицеприятную критику, поскольку до прихода в журналистику много лет работала сотрудником отдела писем аппарата правительства Ставропольского края, через ее руки прошли тысячи писем граждан. Она окончила Академию государственной службы при президенте России и защитила кандидатскую диссертацию по философии. «С этим опытом я, конечно, могла бы провести небольшой мастер-класс по работе с обращениями граждан специально для Татьяны Панфиловой. Но хорошо понимаю: она живет в другом измерении, не сопрягающимся с миром простых людей. Она – яркий образец нравов и морали российской бюрократии. Высокомерной, чванливой, бездеятельной, наглой и циничной, сводящей этим с ума всю остальную Россию, порождающей в народе презрение и ненависть к себе». Разразился скандал. Оскорбленный пенсионер, обратившись туда, куда советовали, и сделав на свои кровные экспертизу, подтвердившую его психическое здоровье, предъявил полпредству иск о защите чести и достоинства .Немедленного расследования потребовали и сенатор верхней палаты парламента, и уполномоченный по правам человека в крае, и, наконец, сам Полномочный представитель президента в округе Александр Хлопонин. А чиновница из полпредства Татьяна Панфилова, чья подпись значилась под письмом ветерану, подала судебный иск к «Открытой» – о защите чести и достоинства, утверждая, что не имеет к этому письму никакого отношения. Свои страдания она оценила в 1 миллион рублей. Управление Генпрокуратуры в СКФО, вместо проведения расследования (подделаны ли этот бланк, подпись чиновницы, и если да, то кто это сделал) сразу заняло обвинительную позицию и начало прессовать и газету, и автора статьи, и пенсионера. Начальник управления Генпрокуратуры в СКФО Алексей Цуканов успокоил Хлопонина: проверка проведена, сведения, распространенные газетой о том, что именно Панфилова подписывала этот глумливый ответ, не подтвердились. Он же прислал в редакцию письмо с требованием привлечь автора к ответственности – мол, не проверила достоверность сведений. Ответ прокурора редакция расценила как непрофессиональный: ни единой ссылки на законы, ни единого довода в пользу «недостоверности» и никаких мер прокурорского реагирования. Как автор должна была проверить подлинность документа на официальном бланке, в конверте, с исходящими номерами? Заказывать графологическую экспертизу? Коли чиновница не писала, то кто от имени полпредства эти фальшивки рассылает, дискредитируя органы власти? Прокурор не сообщил обязательного: обратился ли он в следственные органы с требованием возбудить уголовное дело по факту распространения фальшивых документов от имени полпредства в СКФО? Между тем, читатели стали присылать в редакцию свои ответы, полученные в разное время на свои жалобы из полпредства. И выяснилось, что в этом высоком ведомстве с документооборотом бардак – и бланки разные, и литеры, часто не указываются, кто исполнитель… Подпись Панфиловой, впрочем, схожа везде. В суде Панфилова не появлялась. Ее защиту осуществляли (по их словам, бесплатно) два дорогостоящих адвоката. Судья из нескольких пунктов искового удовлетворил один. Автор и издание должны опубликовать опровержение и удалить с сайта газеты эту статью. Удовлетворил и «страдания», но – частично, снизив размер денежной компенсации до 30 000 рублей. Ответчики с решением не согласились и подали апелляцию в краевой суд. ФЗГ обязательно будет следить за этой историей. Вот как прокомментировала Елена Суслова этот длительный абсурд: «Я абсолютно уверена, что письмо, полученное пенсионером Кругловым из полпредства – подлинное. Кто-то из работников аппарата, из окружения чиновницы, составил столь издевательский текст, а она подмахнула его, не глядя, не вчитываясь в содержание. Возможно, сводили с ней счеты, хотели убрать. Вот пусть специалисты и расследуют, кто это. При чем здесь ветеран и газета?».

АПРЕЛЬ, 15
«Радио Посад»
Глава Сергиева Посада (Московская область) Василий Гончаров попал в очередной скандал. На этот раз он решил показать, «кто в городе хозяин», журналистам «Радио Посад», пытаясь выселить их из арендуемого помещения. По мнению журналистов, после публикации нескольких материалов об отчете главы за проделанную работу на издание начали «наезжать». Неожиданно в помещение, которое арендует «Радио Посад» вот уже не первый год, прибыли представители МУП «МГУК» и попросили освободить помещение. Журналисты поняли, что это делается с подачи Василия Гончарова, так как это его «почерк», в 2003 году он так же поступил с изданием «Новое зеркало», тогда журналисты были вынуждены устроить голодовку, которая продлилась почти месяц.

АПРЕЛЬ, 15
Радио «Эхо Москвы»
Тверской суд Москвы удовлетворил иск депутата Госдумы от фракции «Единая Россия» Дмитрия Савельева к лидеру партии «Яблоко» Сергею Митрохину и радиостанции «Эхо Москвы» о защите чести и достоинства. Савельев обратился в суд в связи с распространением Митрохиным информации о том, что он якобы занимается бизнесом и его следует лишить мандата. Представитель истца Алексей Мельников сообщил, что Сергей Митрохин заявил, будто депутат Савельев Дмитрий Владимирович нарушил федеральный закон, управляя 12 компаниями. Мельников уточнил, что «эта информация не соответствует действительности» (см. монитор за январь 2013 года). Истец просил выплатить 30 тысяч рублей за моральный ущерб, однако суд обязал Митрохина выплатить всего 15 тысяч рублей компенсации, сообщает РАПСИ. Заявитель также просил суд обязать ответчика опровергнуть недостоверную информацию.

АПРЕЛЬ, 15
СМИ Республики Коми
Сыктывкарский городской суд отказал в удовлетворении иска депутата Совета города Николая Моисеева о защите чести, достоинства и деловой репутации к ряду республиканских СМИ. Среди ответчиков народного избранника оказались информационные агентства БНК, «Комиинформ», «КомиОнлайн» и телеканал «Юрган», освещавшие отставку Николая Моисеева с поста председателя «бюджетной» комиссии Совета Сыктывкара. Напомним, 19 декабря сыктывкарские депутаты 24 голосами из 25 освободили Николая Моисеева от должности председателя постоянной комиссии по бюджету, налогам, экономическому развитию и городскому хозяйству. В ответ Николай Моисеев направил в Сыктывкарский городской суд несколько исков на общую сумму почти в один миллион рублей. От Совета Сыктывкара депутат потребовал моральной компенсации в полмиллиона рублей, восстановления в должности председателя постоянной комиссии, а также выплаты зарплаты с момента фактического отстранения от должности председателя постоянной комиссии горсовета (см. монитор за январь 2013 года). В этом ему было отказано. Аналогичное решение было принято судом и по иску Моисеева к ведущим республиканским СМИ. При этом на последнем заседании Моисеев отказался от части своего искового заявления, исключив из списка ответчиков агентство «Комиинформ».

АПРЕЛЬ, 15
Михаил Афанасьев
В Стокгольме прошла торжественная церемония награждения лауреата ежегодной премии Клуба публицистов Швеции «Во имя Анны Политковской». Впервые с 1874 года правление клуба избрало победителем премии журналиста из России. Им стал редактор Интернет-журнала «Новый Фокус», корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе Михаил Афанасьев. Награду вручила председатель Правления Клуба публицистов Швеции Стина Добровски. Представляя лауреата, она заявила: «Призом Клуба публицистов за 2013 год «Во имя Анны Политковской» правление решило наградить русского журналиста Михаила Афанасьева за мужество при выполнении задач расследовательской журналистики, которые он ведет, несмотря на преследования и очень ограниченные ресурсы. Михаил Афанасьев продолжает работать над большими разоблачениями, злоупотреблениями власти и несправедливости». Напомним, в 2004 году М. Афанасьев стал лауреатом премии имени А. Сахарова «За журналистику как поступок».

АПРЕЛЬ, 16
«Новая газета»
ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» распространил официальное заявление по поводу публикации 9 апреля 2013 года на сайте периодического издания «Новая газета», а также 10 апреля 2013 года в печатной версии издания «Новая газета» статьи «Батькин офшор» Владимира Милова. В этой публикации утверждается, что ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» является формальным собственником замороженных на Кипре $3 млрд, принадлежащих президенту Белоруссии Александру Лукашенко. Представители «УРАЛХИМа» официально заявили, что эта информация «абсолютно не соответствует действительности, а также содержит в себе обвинения компании «УРАЛХИМ» в нарушении норм действующего законодательства и недобросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, порочащие ее деловую репутацию». В связи с этим компания «УРАЛХИМ» обратилась в Арбитражный суд Москвы с исковым заявлением о защите деловой репутации, компенсации убытков и нематериального (репутационного) вреда к автору вышеуказанной статьи Владимиру Милову и Автономной некоммерческой организации «Редакционно-издательский дом «Новая газета», которая является редакцией печатного периодического издания «Новая газета», а также владельцем домена www.novayagazeta.ru. Юридический директор ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» Дмитрий Татьянин заявил: «Распространенная «Новой газетой» ложная информация не только является порочащей деловую репутацию компании «УРАЛХИМ», но и может повлечь за собой значительные неблагоприятные последствия для ее предпринимательской деятельности. Поэтому мы намерены в судебном порядке добиваться опровержения ложных и порочащих сведений и возмещения компании репутационного ущерба»

АПРЕЛЬ, 16
НТВ
Пресненский районный суд Москвы отказал бывшему депутату Госдумы Геннадию Гудкову в иске на пять миллионов рублей к телекомпании НТВ о защите чести, достоинства и деловой репутации, сообщила пресс-секретарь суда. В своем исковом заявлении Гудков указал, что в июне 2012 года в программе «Чрезвычайное происшествие. Расследование» на телеканале НТВ прозвучали слова, порочащие его честь и достоинство. «Автор репортажа рассказал про гражданина Болгарии, утверждающего, что долгое время был партнером по бизнесу Гудкова в Европе. И уточняет, где и как российский парламентарий отмывал деньги», - сказали РАПСИ в пресс-службе. Гудков просил суд признать данные высказывания порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию и взыскать с НТВ в его пользу пять миллионов рублей. Однако суд отказал ему в удовлетворении искового заявления.

АПРЕЛЬ, 17
«Желтая газета»
Измайловский районный суд Москвы рассмотрел иск Григория Лепса к «Желтой газете». Артист требует 1 млн руб. за публикацию фотографии в рейтинге асексуальных звезд. «Иск Григория Лепса принят к производству, - подтвердила пресс-секретарь Измайловского суда Анастасия Семенова. - Первое заседание назначено на 16 апреля». Иск подан в защиту изображения, то есть за публикацию несогласованной со звездой фотографии. Суд частично удовлетворил иск, взыскав с ответчика 50 000 рублей.

АПРЕЛЬ, 17
Дмитрий Краюхин
В Орле избит известный правозащитник, главный редактор агентства «ЦентрРус» Дмитрий Краюхин. Как сообщает издание «ОрелГрад», днем на улице в центре города местный нашист Ахмед Чадаев сломал 60-летнему Краюхину нос. Нападение произошло на Александровском мосту. «Ахмед шел мне навстречу с девушкой и неожиданно бросил мне в лицо скомканной бумажкой. Я ему сказал, что он трус, после этого он набросился на меня», - рассказал Краюхин. Чадаев, в свою очередь, заявил, что Краюхин напал на него первым. «Чтобы успокоить Краюхина, мне пришлось несколько раз его оттолкнуть и слегка ударить», - сказал Чадаев газете «Коммерсант-Черноземье». По словам Краюхина, в отделении полиции Чадаев давал ложные показания. Он заявил, что на него напали двое и якобы обозвали «чеченской мразью». У Краюхина диагностирован закрытый перелом носа. Кроме того, у него разбита губа. Это не первый его конфликт с Чадаевым, бывшим комиссаром движения «Наши». По словам Краюхина, Чадаев однажды «чуть было не попытался задушить и оскорблял» его. Чадаев был исключен из «Наших», теперь он активист местного отделения «Единой России».

АПРЕЛЬ, 17
СМИ Санкт-Петербурга
Во время матча «Зенит» - «Кубань» на стадионе «Петровский» в Санкт-Петербурге в фанатском секторе болельщиков петербургской команды был избит фотограф. Как сообщили очевидцы, фотограф появился в фанатском секторе «Зенита» в то время, когда матч пришлось прервать из-за задымления на «Петровском». Болельщики негативно восприняли появление человека с камерой. В результате фотографу нанесли несколько ударов, силой вырвали у него камеру, вытащили из нее флеш-карту, а самого репортера тычками и пинками выгнали с трибуны. Некоторые особо рьяные фанаты порывались разбить камеру, однако их более вменяемые «коллеги» не допустили такого развития событий. Личность фотографа пока не установлена.

АПРЕЛЬ, 17
СМИ Санкт-Петербурга
В Санкт-Петербурге неожиданно появившийся в городском парламенте депутат от «Единой России» Александр Салаев сбежал от журналистов, желавших взять у него интервью. Как только к нему подошли представители СМИ, он направился в свой кабинет, сообщив, что выйдет на пресс-подход позже. Представители прессы попытались выяснить номер его кабинета, чтобы посмотреть на так редко появляющегося в Петербурге парламентария воочию и спросить, где он был все это время, однако в пресс-службе ЗакСа заявили, что не знают, где он сидит. Отказалась связывать с журналистами депутата и его помощница, которой позвонили журналисты. Она отметила, что депутата сейчас в кабинете нет, а объяснять, где он, по телефону она неизвестным не будет. По ее словам, он уехал на встречу. При этом, когда пресса попросила все-таки открыть тайну и рассказать, где же кабинет Салаева, она бросила трубку. При этом, второй помощник, которого журналисты застали в кабинете депутата, заявил, что парламентарий уехал на встречу в Колпино, но сам помощник не знает, что это за встреча. По его словам, Салаев приехал в ЗакС, узнал, какие жалобы поступили в его приемную, дал распоряжения по поводу того, как решать определенные проблемы, и покинул Мариинский дворец.

АПРЕЛЬ, 17
Газета «Справедливая Россия»
Распространителей газеты «Справедливая Россия», в которой содержалась конструктивная критика в адрес властей Семилукского района Воронежской области, доставили в отдел полиции и намекали, что могут найти у них в машине наркотики. Человек, по описанию похожий на начальника РОВД, не раз повторял вслух фамилию главы района. В редакцию «Блокнот Воронежа» обратились пятеро молодых людей и рассказали, что во время распространения газет их задержали сотрудники полиции и доставили в отдел. Там не раз звучала фамилия Кокорева. «17 апреля около пяти часов вечера я вместе с друзьями распространял семилукский выпуск газеты «Справедливая Россия», - рассказывает Игорь. - Мы были в селе Губарево, шли по улице Лесная. Неожиданно нас кто-то окликнул. Мы обернулись и увидели автомобиль «Ниву-Шевроле» с госномерами А 148 АА регион 36. Из нее вышли трое человек, двое из них были в форме. Мужчина в гражданской одежде выглядел солидно, держался уверенно. По описанию, он был похож на руководителя аппарата главы Семилукского района Сергея Скорнякова. Он и полицейские подошли к нам и сказали, что надо проехать в отдел полиции. Мол, мы занимаемся распространением газет, в которых напечатан компромат». Речь идет о статьях «Кто командует ЖКХ в районе» и «В Губарево чиновники шесть лет скрывают проблемы с водой». В первом материале рассказывается о заместителе главы района Сергее Зайцева, который подмял под себя весь коммунальный рынок в районе. Во втором - глава села потратил на строительство новой скважины 1,2 млн. рублей, выделенных из областного бюджета. В конечном итоге работы не были закончены, деньги испарились, а жители пользуются водой, непригодной для употребления. Игорь и его друзья решили не спорить, сели в свою машину и поехали в отдел. Когда ребята приехали в РОВД Семилукского района их повели в актовый зал. Полицейские начали говорить парням, что надо бы проверить машину, на которой они приехали, не числится ли она в угоне, нет ли там наркотиков. Несмотря на то, что в отделе находились пять человек, только одного из них зарегистрировали. С молодыми людьми в том числе общался и мужчина, похожий по описанию на начальника Семилукского отдела полиции Владимир Мовчиков. Он оборонил в разговоре: мол, из администрации района поступил «тревожный сигнал», в газете «Справедливая Россия» напечатан компромат и «разные плохие вещи». «Каждый из нас написал объяснительную, чем мы занимались в селе Губарево. В отделе нас продержали больше двух часов, - вспоминает Виктор. - Полицейские забрали себе около 25 экземпляров газет. Акт об изъятии не выдали. В десятом часу вечера нас отпустили». На следующий день молодые люди написали заявления в региональное Управление собственной безопасности МВД, Следственный комитет, прокуратуру области с просьбой выяснить, на каких основаниях их незаконно удерживали в Семилукском отделе полиции и не превысили ли свои должностные полномочия руководитель и его подчиненные.

АПРЕЛЬ, 17
Артемий Троицкий
Пресненский суд Москвы частично удовлетворил иск главы фонда «Федерация» Владимира Киселева к музыкальному критику Артемию Троицкому и радиостанции «Эхо Москвы» о защите чести и достоинства. По решению суда, радиостанция в течение двух недель должна дать опровержение сведений, которые Троицкий распространил в эфире 8 марта 2011 года. Ранее сторона истца заявляла о том, что потребует возмещения с Троицкого морального вреда в размере 112 тысяч рублей, однако критика так и не уведомили об этом, поэтому данный вопрос не стал решиться судом, чтобы не затягивать процесс. Как ранее пояснил представитель истца Константин Козлов, решение о компенсации было принято в связи с тем, что при рассмотрении аналогичного иска о защите чести и достоинства в 2011 году Троицкий утверждал, что высказывания, которые оспаривались в суде, он сделал впервые, однако это оказалось не так. В рамках первого процесса заявитель отказался от денежных требований, но во втором иске все же заявил требования о компенсации морального вреда в размере стоимости медицинского оборудования - микроскопа, который планируется купить для одной из одинцовских больниц. В качестве соответчика по делу привлечена радиостанция «Эхо Москвы», так как именно в ее эфире Троицкий распространил якобы не соответствующую действительности информацию о фонде и его руководителе. В конце 2010 года благотворительный фонд «Федерация» провел в Санкт-Петербурге концерт, в котором принял участие премьер-министр России Владимир Путин. Однако в марте 2011 года мать больной раком девочки Ольга Кузнецова опубликовала открытое письмо, заявив, что не получила обещанных фондом денег. Оказалось, что деньги не поступили и в некоторые больницы, которым обещал помочь фонд. Фонд заявил, что целью концерта был не сбор денег, а намерение привлечь внимание к проблемам больных детей, а также клиник, где они проходят лечение. После скандала деньги на счета больниц все-таки поступили (см. монитор за июнь 2011 года).

АПРЕЛЬ, 17
Андрей Трофимов
В Сергиевом Посаде (Московская область) суд вынес обвинительный приговор редактору местной «Альтернативной газеты» Андрею Трофимову. Это известный в районе журналист и теперь уже бывший член общественной палаты города, автор острых статей о местной коррупции и расхищении заповедных земель древнего Радонежа. Трофимова привлекли к ответственности по части 1 статьи 116 УК РФ за нанесение побоев помощнику главы администрации Сергиево-Посадского района Лоевскому. Суд удовлетворил иск чиновника к журналисту, который его якобы ударил в коридоре администрации (см. монитор за декабрь 2012 года). Сам же журналист говорит, что конфликт с Лоевским завязался после того, как он захотел пройти в здание администрации, чтобы узнать расписание заседаний на день. Но Лоевский преградил ему дорогу и, заявив, что тот у них нежеланный гость, в итоге вытолкал из администрации. И хотя на записи с видеокамеры видно, как худощавый редактор пытается прорваться мимо крепкого вида чиновника, а тот ему активно физически противодействует, суд посчитал, что виноват журналист. Его приговорили к штрафу в 5 тысяч рублей.

АПРЕЛЬ, 18
Приморское телевидение и радио
Во Владивостоке искали взрывное устройство в здании Приморского телевидения и радио (ПТР). Сообщение о минировании поступило в 10:15 по местному времени. Все экстренные службы города были тут же подняты по тревоге. Здание телецентра было оцеплено. Как сообщил представитель регионального управления МВД, на кадрах, снятых камерой наблюдения, видно, как женщина средних лет вешает сумку на шлагбаум парковки ПТР. В 11.40 на место происшествия прибыл кинолог со специально обученной собакой, которая обнюхала сумку и определила, что предмет опасности не вызывает. Взрывное устройство не было обнаружено. Затем полицейский взял сумку в руки и осмотрел ее, она оказалась совершенно пустой. Оцепление возле здания За время происшествия работа в здании телецентра не прерывалась.

АПРЕЛЬ, 18
Рамиль Рахматов
В Уфе журналиста сайта proufu.ru Рамиля Рахматова снова не пустили на официальное мероприятие с участием главы региона. Глава региона пообещал разобраться. Как сообщает сайт proufu.ru, на этот раз Рамиль Рахматов не был допущен на заседание Государственного Собрания-Курултай РБ. В нем принимал участие глава республики Рустэм Хамитов. Как сообщает редакция интернет-издания, несмотря на вовремя поданные заявки на аккредитацию, имени журналиста вновь не оказалось в списке пресс-службы президента. Тогда журналист вышел на одиночный пикет с плакатом «Президент РБ, вас все еще раздражают СМИ?». И обращение дошло адресата. Рустэм Хамитов увидел его, выходя из здания Курултая по окончании заседания. Он поинтересовался у пикетирующего журналиста, с чем связан его протест, и пообещал разобраться в ситуации, - сообщает сайт proufu.ru.

АПРЕЛЬ, 18-19
Все СМИ
Десятый съезд Союза журналистов, проходивший в Колонном зале Дома Союзов в Москве, продемонстрировал полное единодушие в оценке нынешнего положения российских медиа. Ситуация со свободой слова в России значительно ухудшилась – это стало лейтмотивом большинства выступлений. И пять лет назад, когда проходил девятый съезд СЖР, она была далеко не блестящей, но сегодня независимые СМИ, особенно в провинции, оказались на грани выживания. Наступление идет на неподконтрольный властям медиа-бизнес. Причем самыми разнообразными способами: от увеличения налогов до закрытия газетных киосков. Зато для «своих» изданий и телеканалов власть денег не жалеет. Неоднократно на съезде упоминались события, потрясшие журналистское сообщество: выделение в 2013 году из госбюджета телеканалу Russia Today – 11,2 миллиарда, а «Российской газете» – 4,9 миллиарда (про ВГТРК, получивший около 20 миллиардов, почему-то забыли). Для сравнения ораторы приводили примеры цивилизованных стран, где созданы государственные фонды поддержки всех СМИ, в том числе и частных. Видимо, с учетом таких настроений зала глава думского комитета по СМИ Алексей Митрофанов пообещал журналистам некую поддержку, правда, не очень внятно. Он заявил, что госфинансирование СМИ в России наладилось, и даже Союз журналистов вполне может рассчитывать на помощь из бюджета, но, главное, выразил уверенность в том, что льготы по НДС и страховым взносам для СМИ сохранятся. Экономическое удушение, безусловно, самое действенное оружие в борьбе с независимыми СМИ. Как сказал редактор карельской независимой газеты «ТВР Панорама» Евгений Белянчиков, в 2012 году в республике было закрыто 59 точек розничной продажи печатных СМИ и сейчас каждую неделю закрывается по два-три киоска. «Нам просто негде продавать газету, которая выходит уже десять лет и весьма популярна у читателей. Неудивительно, что в Карелии осталось два-три независимых издания из числа так называемых серьезных газет. Лет пять мы ещё, может, и протянем, а потом останутся только государственные СМИ», - так закончил свое выступления главный редактор. Таких эмоциональных выступлений на съезде было много. Во все колокола били тревогу руководители ещё вчера весьма успешных крупных медиахолдингов, таких как «Алтапресс» и «Якутскпресс». Сегодня и они переживают очень тяжелые времена и, что самое печальное, не уверены, что смогут их пережить. Зато, как это не раз прозвучало, в России процветает заказная журналистика во всех её разновидностях, включая президентские, министерские, губернаторские и мэрские издания. Юрий Поляков, редактор «Литературной газеты», не особо подбирал выражения, когда назвал муниципальные газеты «диким полем феодализма». В зале сидело много редакторов этих, как считают их коллеги, «карманных СМИ» (именно «муниципалы» составляют костяк стотысячной армии Союза журналистов России), однако никто не поднялся на трибуну, чтобы выступить в защиту своих газет и их учредителей. Вообще в этот раз, на юбилейном съезде, внутренние проблемы самого союза как-то отошли на второй план: в жаркой схватке с «внешним врагом», похоже, было уже не до них. Впрочем, из выступлений было понятно, что у Союза журналистов, к сожалению, нет по-настоящему действенных рычагов влияния на ситуацию. Председатель СЖР Всеволод Богданов, руководящий Союзом с 1992 года и переизбранный на новый срок почти единогласно (при одном воздержавшемся), посетовал на «плохое поведение» депутатов Госдумы и руководителей Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Выступив в первый день съезда, они его тут же покинули, чтобы больше уже не появиться. Но главное руководитель Федерального агентства Михаил Сеславинский успел сказать: по его мнению «лоббистские усилия медиаиндустрии значительно ниже усилий других отраслей». Как написано на официальном сайте агентства, господин Сеславинский даже «не скрывал своего удивления по этому поводу с учетом того, что в руках журналистов и СМИ находятся мощные рычаги для лоббирования, ... и призвал делегатов обсудить пути повышения роли и авторитета журналиста, его места в обществе». Оставим на совести чиновников эти высказывания, каждый может сам оценить степень их лукавства. Всеволод Богданов, в свою очередь, заявил, что уже нет смысла ни на кого надеяться, а тем более, на чиновников, «чья вина в резком ухудшении за последние 20 лет ситуации на медийном рынке безмерна». Надеяться журналисты могут только на себя, тем не менее, все озвученные на съезде предложения по улучшению ситуации с положением СМИ будут направлены в профильные ведомства, в парламент и президенту страны. …К концу второго дня съезда дагестанская делегация доставила в Колонный зал пачку самого свежего (за 19 апреля) номера независимой газеты «Черновик», которую издает ООО «Свобода слова». Коллеги из разных регионов расхватали газету мгновенно. Еще бы: её не всегда могут получить даже жители Дагестана – тираж «Черновика» 14 тысяч экземпляров при стоимости годовой подписки всего 928 рублей 76 копеек. Но главное, что газета выходит, и после прочтения даже одного номера становится понятно, что происходит в республике. Вряд ли силовые структуры подгадали очередную контртеррористическую операцию, в ходе которой жителей целого села на неделю изгнали из их домов, к открытию журналистского съезда – чтобы был яркий сюжет для статьи, но, пока в России такое происходит, будет и честная журналистика, и честные журналисты. Что б там не говорили министры и даже независимо от того, высок ли «градус журналисткой солидарности».

АПРЕЛЬ, 19
Малик Ахмедилов
Полиция задержала двух подозреваемых в убийстве дагестанского журналиста Малика Ахмедилова. 37-летний и 31-летний безработные признались, что убили корреспондента из личной неприязни, сообщает «Комсомольская правда». «Принятыми мерами сотрудниками полиции задержаны двое безработных жителей Махачкалы. Одному из них 37 лет, второму – 31 год», - сообщили в пресс-службе МВД Дагестана. По словам задержанных, убийству предшествовала ссора. Напомним, тело Ахмедилова было обнаружено в пригороде Махачкалы, в садовом товариществе «Пальмира». Причиной смерти стал выстрел из дробовика в живот. Расследование дела длилось четыре года, прежде чем были задержаны подозреваемые (см. монитор за август 2009 года)

АПРЕЛЬ, 22
Сайт Лениздат.Ру
Сайт ЗАКС.Ру
Сайт «Новой газеты в Петербурге»
Утром была осуществлена DDoS-атака на сайты ИА «Медиа-СПб»: Лениздат.Ру, ЗАКС.Ру, «Новой газеты в Петербурге». В данный момент работа ресурсов частично восстановлена. На протяжении нескольких часов доступ к изданиям был невозможен. Данная атака для «Медиа-СПб» стала очередной. В прошлый раз нападение на сайты произошло 2 марта 2013 года. Тогда в качестве «улик» в распоряжении информагентства оказался список IP-адресов компьютеров, участвовавших в нападении. По итогам атаки ИА «Медиа-СПб» обратилось с заявлением в Бюро специальных технических мероприятий МВД РФ (Управление «К») с просьбой возбудить уголовное дело по факту произошедшего. Кроме того, информагентство самостоятельно проанализировало информацию, предоставленную по итогам атаки технической службой компании. Как выяснилось, один из IP-адресов, участвовавших в атаке, принадлежит не иностранным провайдерам (как остальные), а петербургскому - провайдеру Oyster Telecom. На официальном сайте провайдера указано, что «компания появилась в 2000 году с желания - желания работать в телекоммуникационной отрасли и желания узнать, что из этого выйдет. Заниматься делом, которое действительно нравится, оказалось интересно, и уже в 2001 году на основе агентского договора были подключены первые клиенты («Единая Россия» и «СоюзКвадро» - мы вас помним!)». В атаке на сайты «Медиа-СПб» участвовал IP 87.249.46.221. с этого IP неоднократно размещались комментарии под публикациями ЗАКС.Ру, касающимися персоны спикера Законодательного собрания Петербурга Вячеслава Макарова. Более того, как выяснилось, данный IP «поселился» на ЗАКС.Ру 14 декабря 2011 года – в день избрания Вячеслава Макарова спикером ЗакСа. Тогда с него 10 раз в разных комментариях к одной и той же новости поздравили Макарова с избранием.

АПРЕЛЬ, 23
Газета «Южный Урал»
Сотрудникам газеты «Южный Урал» в Оренбурге должны 2 миллиона рублей. После того, как в эфире программы «Вести Оренбуржья» прозвучала информация о невыплате заработной платы журналистам оренбургской газеты, проблемой заинтересовалась прокуратура. Проверка выявила, что 56 работников редакции с октября 2012 года по февраль 2013 года не получали зарплату. Сумма долга – 2 миллиона рублей. Прокурор направил в суд заявление о взыскании задолженности по зарплате. Генеральному директору Владимиру Никитину направлено представление с требованием устранить все выявленные нарушения. Материалы проверки направлены в следственные органы для проведения доследственной проверки. Вопрос погашения задолженности по заработной плате контролируется прокуратурой Ленинского района города Оренбурга, сообщает пресс-служба прокуратуры Оренбургской области.

АПРЕЛЬ, 23
Журнал «Скепсис»
Московский государственный лингвистический университет подал в суд на журнал «Скепсис» и требует 5 миллионов рублей компенсации в качестве возмещения вреда «деловой репутации». В конце мая 2012 года на сайте научно-просветительского журнала «Скепсис» была опубликована небольшая статья Натальи Владимировой под названием «Иняз, быть или не быть?», посвященная пренебрежительному, по мнению автора, отношению в институте к молодым преподавателям, специалистам и студентам. Автор, не понаслышке знакомый с ситуацией, рассказывал и о падении качества образования в Инязе. В августе 2012 года руководство МГЛУ подало иск против журнала «Скепсис» в Московский арбитражный суд, но он был отклонен судом по формальным основаниям. 17 мая 2013 года должно состояться заседание Савеловского районного суда по этому делу. Редакция «Скепсиса» расценивает этот иск как попытку оказать давление на журнал, в том числе – запугать непомерной суммой «компенсации» (5 миллионов рублей), совпадающей, кстати, с максимальной суммой штрафа, предусмотренной уголовной статьей о клевете. «Скепсис» будет отставить свою позицию в суде, и в связи с этим мы призываем бывших и нынешних сотрудников и студентов МГЛУ не бояться, а рассказать о происходящем в институте. Нам нужны свидетели, готовые подтвердить то, о чем давно говорят в социальных сетях, на форумах и в коридорах МГЛУ. Коллеги! Кроме вас самих некому добиваться качества образования и достойной оплаты труда. С нашей точки зрения, руководству МГЛУ следовало бы озаботиться другой формой защиты своей деловой репутации, а именно – улучшению морального климата и качества образования в знаменитом ранее Институте иностранных языков имени Мориса Тореза.

АПРЕЛЬ, 23
Сайт CIVITAS.
Ru
Вестник CIVITAS.Ru подвергся карательной цензуре. Редакция вестника CIVITAS вынуждена была удалить статью Вадима Белоцерковского «Лицо КГБ» с сайта вестника CIVITAS, так как из ГУ МВД России по Москве пришла официальная бумага под названием «Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления». Так как никто и нигде не доказал, что эта статья Вадима Белоцерковского содержит клевету, то есть «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию», то требование удалить статью, якобы являющуюся преступлением (хотя это может быть доказано только в суде), - это безусловный и несомненный акт карательной цензуры.

АПРЕЛЬ, 24
Газета «Наша Версия на Неве»
В Санкт-Петербурге суд не удовлетворил исковые требования вице-губернатора Василия Кичеджи к информационному департаменту «Оперативное прикрытие». На окончательном заседании в Ленинском районном суде инстанция вынесла решение: высказываний, порочащих честь и деловую репутацию вице-губернатора, в публикации газеты нет. Как сообщил глава информационного департамента «Оперативное прикрытие» Кирилл Метелев, суд изучил доказательства обеих сторон, а также выводы независимой лингвистической экспертизы, и не нашел порочащих честь и деловую репутацию Кичеджи сведений в материале под названием «Смольнинские клерки и «яблочники» не понимают вице-губернатора», опубликованном в газете «Наша версия на Неве» (см. монитор за январь 2013 года).

АПРЕЛЬ, 25
Газета «Красное знамя»
В ФЗГ поступила информация, что газета «Красное знамя» (Сыктывкар) испытывает проблемы. Во-первых, Агентство по управлению имуществом Республики Коми не желает продлевать договор аренды помещений в Доме печати. Газета официально заявляет: никакой задолженности по арендной плате перед Агентством по управлению имуществом у нее на момент окончания срока договора аренды не было. Более того, ни в письме о прекращении договора, ни позднее в исковом заявлении агентства, ни в отзыве на это заявление со стороны Агентства по печати и массовых коммуникаций не было ни слова о якобы имеющихся долгах. Кроме того, в редакцию зачастили разного рода проверки. Первая изошла из Государственной инспекции труда, в которую пожаловались на задержки заработной платы в «Красном знамени». Ещё две проверки проводят Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. И как-то совпало, что все они проходят в одно и то же время, что мешает рабочему процессу. Газета также сообщает о давлении на рекламодателей и негласном запрете на сотрудничество с ней государственным культурным организациям.

АПРЕЛЬ, 25
Независимый пресс-центр
В Независимый пресс-центр придут правоохранительные органы с проверкой по закону «О независимых коммерческих организациях» (НКО). Об этом сообщил ведущий радиостанции «Эхо Москвы» Владимир Варфоломеев в своем Twitter. Напомним, в России идет массовая проверка деятельности НКО, что уже вызвало массу недовольств со стороны российских и иностранных правозащитников. Проверкам подверглись даже такие старейшие организации, как «Мемориал», «Голос», «Солдатские матери» и другие. Совет по правам человека при президенте РФ уже выступил с предложением принять закон, который защитил бы НКО от необоснованных проверок.

АПРЕЛЬ, 25
СМИ Калининграда
Председатель комитета городского хозяйства Калининграда Сергей Мельников фактически не разрешил журналистам побывать на территории Службы защиты животных, поскольку, по его словам, там «смотреть нечего». С просьбой провести съемку к чиновнику на его пресс-конференции в четверг обратилась журналистка одной из телекомпаний региона. «Ну что там сейчас ехать смотреть, по факту там смотреть нечего, там достаточно заброшенная территория, - сказал Мельников. - Мы же в гости ходим когда? Когда есть что показать, поэтому я считаю, что нет смысла».

АПРЕЛЬ, 25
Газета «Вечерний Челябинск»
Газета «Южноуральская панорама»
В производстве Советского районного суда Челябинска находится дело по искам бывшего заместителя начальника регионального управления ФСБ Александра Рябченко к редакциям газет «Вечерний Челябинск» и «Южноуральская панорама». Помимо редакций, ответчиками по делу выступает автор публикации Владимир Филичкин. Также в процесс привлечены учредители структур – администрации Челябинска и Челябинской области. Предметом рассмотрения станут статьи Владимира Филичкина, опубликованные в газетах «Вечерний Челябинск» и «Южноуральская панорама» в сентябре 2011 года, в которых бывший высокопоставленный силовик Рябченко обвиняется в связях с криминальными структурами, в том числе с так называемой «Калининской семьей». В своем заявлении Рябченко требует привлечь автора публикации к уголовной ответственности, а также опубликовать в газетах опровержения и выплатить материальную компенсацию. Руководитель медиахолдинга «Гранада Пресс», куда входят «Вечерний Челябинск» и «Южноуральская панорама», Сергей Филичкин комментировать ситуацию отказался.

АПРЕЛЬ, 25
Телекомпания «Омикс»
В Белове (Кемеровская область) местная телекомпания «Омикс» возместит главе города ущерб, причиненный деловой репутации. Областной суд обязал телевизионщиков выплатить мэру 100 тысяч рублей компенсации. В одной из новостных программ журналисты телекомпании обвинили главу города Игоря Гусарова в невыплате заработной платы своим подчиненным, сообщили в администрации Белова. За это мэр якобы был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1800 рублей. Администрация города подала иск в Кемеровский областной в суд, который установил, что глава города не нарушал трудовое законодательство, а информация в городских новостях не соответствует действительности. В итоге суд полностью удовлетворил исковое заявление господина Гусарова. Теперь ЗАО «РТК «Омикс» и ООО «Редакция РТК «Омикс» выплатят мэру по 50 тысяч рублей компенсации морального вреда, причиненного деловой репутации. Решение суда вступило в законную силу.

АПРЕЛЬ, 25
Канэхира Сингэнори
Оно Синдзиро
Дасай Такахиро
Утида Хидэкадзу
В Хабаровском крае пограничным нарядом на 27 км автотрассы Хабаровск – Казакевичево были задержаны 4 гражданина Японии, сообщили в группе общественных связей погрануправления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО. Как оказалось, совершившие административное правонарушение, связанное с нарушением пограничного режима задержанные Канэхира Сингэнори, Оно Синдзиро, Дасай Такахиро, Утида Хидэкадзу являются журналистами телекомпании «Ти-Би-Эс» (Япония). При этом правовые вопросы по работе японской телекомпании на приграничной территории решены не были. В связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.2 КоАП РФ, нарушители привлечены к административной ответственности в виде предупреждения.

АПРЕЛЬ, 27
Дмитрий Бегун
В Самаре ночью неизвестные подожгли автомобиль Chevrolet Trail Blaser, на котором передвигался шеф-редактор информационного портала Samara.ru Дмитрий Бегун, который в своем блоге не раз публиковал скандальные сведения о различных влиятельных в области персонах. По данным господина Бегуна, автомобиль подожгли примерно в половине третьего ночи 27 апреля. Машина получила значительные повреждения - прогорели крыша, моторный отсек, бамперы. Машина стояла припаркованной недалеко от дома Дмитрия Бегуна, а о происшествии он узнал из звонка охранника. Блогер также уточнил, что очевидцы заметили, как «двое парней подошли к машине, стояли, что-то делали, потом хлопок, и машину охватило пламенем». Затем два человека, по словам свидетелей, уехали с места происшествия в черной Subaru. По данным господина Бегуна, оперативники выезжали по адресу владельца машины, указанному в регистрационных документах, однако нашли там лишь «каких-то пьяниц». В пресс-службе ГУ МВД по Самарской области уточнили, что в настоящее время по факту проводится проверка. «Около двух месяцев назад через моих знакомых мне стали поступать предупреждения о том, что в отношении меня могут быть приняты меры физического воздействия. После этого я вынужден был взять охрану и пересесть в бронированный автомобиль», - рассказал Бегун. При этом от кого именно исходили угрозы, блогер выяснить, по его словам, так и не смог.

АПРЕЛЬ, 28
Виктор Корб
Татьяна Ильина
Леонид Мутовкин
Омские правоохранители проводят проверку жителей города на предмет их участия в деятельности организаций, финансируемых из-за границы. Под подозрение попали граждане, участвующие в протестных акциях и журналисты, которые освещают их в средствах массовой информации. К примеру, в Советском округе Омска (а всего в городе 6 округов) проживает, по данным прокуратуры, 16 потенциальных иностранных агентов. Список их опубликовал в своем блоге известный гражданский активист Виктор Корб после визита к нему участкового, предъявившего распоряжение, переданное надзорным органом в полицейское управление. Блогер сфотографировал документ: «В связи со срочным поручением прокурора г. Омска прошу Вас организовать получение объяснений членов некоммерческих организаций, в том числе незарегистрированных общественных движений». В перечне вопросов, задаваемых подозреваемым: цели и задачи организаций, в которых они состоят, источники их финансирования, в т.ч. зарубежные, на что расходовались эти средства в 2011-2013 гг. и т.п. Кроме В. Корба, в списке значатся: его супруга, журналистка Татьяна Ильина, представитель Сибирской конфедерации труда Василий Старостин – организатор «Союза отверженных», помогающего бывшим детдомовцам получать положенное им жилье, председатель некоммерческого партнёрства «Экологический комитет» Сергей Костарев и ряд его соратников, протестующих против строительства в городе кремниевого завода… В основном, по данным прокуратуры, агентами иностранного влияния, получающими из-за рубежа финансовые вливания, являются защитники прав сирот и борцы с отравителями окружающей среды. Из каких источников почерпнули правоохранители эти сведения, неизвестно, но они, по словам общественников, от реальности весьма далеки. Например, как пишет в своем блоге профессор Костарев, «движение «АнтиКремний» - вообще не организация: это – люди, которые выступают против очередной антиэкологической аферы в Омске. И таких более 25 тысяч человек». Эколог задается вопросом – хватит ли у стражей порядка штата и времени, чтобы взять у всех объяснения? Подозревает прокуратура в связях с зарубежною агентурой и журналиста Леонида Мутовкина – автора книги «Трещины на пьедестале» о жизни и деятельности бывшего омского губернатора Л.К. Полежаева. По спискам, составленным прокурорскими в других округах, информации нет. Известно только, что входит в них ваш корреспондент: ко мне домой тоже приходил участковый для взятия объяснений, но я отказался их давать, сославшись на статью 51 Конституции РФ, где сказано, что «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников». После ухода участкового вспомнил, что в свое время состоял в трех некоммерческих организациях – октябрятской, пионерской и комсомольской, но это было очень давно.

АПРЕЛЬ, 28
Виктор Корб
Омским правоохранителям придется заново доказать, что в эссе «Договор vs норма» журналиста и блогера Виктора Корба содержатся признаки экстремизма. Как сообщалось в дайджесте № 604-605, экстремистским оно было признано наряду со статьями известных публицистов Юрия Афанасьева, Владислава Иноземцева, и других в ноябре прошлого года решением Центрального райсуда, о котором Корб узнал случайно спустя три месяца (см. монитор за март 2013 года). Позже выяснилось, что в списке материалов, запрещенных к распространению, оказалось и поздравление президента РФ Дмитрия Медведева отдельной бригады спецназа Минобороны, размещенное на его официальном сайте в августе 2011 года. Все эти тексты попали в «экстремистское место» - газету «Радикальная политика» (выпуск за сентябрь 2011), издаваемую оппозиционером Борисом Стомахиным. Изъяты они вместе с ее тиражом и удалены со всех сайтов, где были напечатаны, что называется, «за компанию». По предположению Виктора Корба, такую кампанию правоохранители провели с целью усиления позиции обвинения в отношении оппозиционера, привлекаемого сейчас к уголовной ответственности за те же деяния, за которые ранее он уже отбывал наказание (5 лет колонии строгого режима). В ноябре 2012-го Стомахин снова был арестован по обвинению в «публичном оправдании терроризма» (статья 205 УК РФ), «призывах к осуществлению экстремистской деятельности» (статья 280 УК РФ), «возбуждении ненависти и вражды (статья 282 УК РФ). Блогер считает, что следствие «заказало» омским судам вышеуказанный номер «Радикальной политики». Как сказал корреспонденту ФЗГ Виктор Корб, такие процессы проходят по всей стране в закрытом режиме, и авторам осуждаемых текстов вердикты, как правило, не сообщаются. И на сей раз судебное решение нигде не публиковалось – «всплыло» оно лишь в феврале с.г. на сайте министерства юстиции после очередного обновления «черного списка». В начале апреля Корб обжаловал постановление районного суда в областном, тот оставил его без изменений. Тем не менее, удалось вернуть дело на новое рассмотрение – «по вновь открывшимся обстоятельствам», которые блогер изложил в заявлении на имя председателя райсуда, где доказал, что прокурорское представление о «невозможности установить личности авторов материалов, а также их местонахождение» не соответствовало действительности, что вынужден был признать и выносивший решение судья Соснин. Вердикт о признании экстремистскими публикаций в газете «Радикальная политика» за сентябрь 2011 года полностью отменен. Если в течение 10 дней прокуратура не обжалует это решение, то все статьи и заметки, попавшие под запрет, получат право свободного распространения – до того, пока в райсуде не завершится повторное рассмотрение. Начнется оно 15-го мая. Учитывая «дух времени», серьезных надежд на благоприятный исход судебного разбирательства у Виктора Корба нет. Однако он полагает, что уже «создан важный прецедент в оспаривании такого рода дел, используемых властью для эскалации политических репрессий в современной России».

АПРЕЛЬ, 29
Наталья Островская
Собственный корреспондент газеты «Комсомольская правда» на Дальнем Востоке» Наталья Островская - человек известный не только в Приморье. Ее статьи и расследования популярны, и не раз отмечены множеством премий. Но и ей пришлось столкнуться с закрывающимися перед журналистом дверями - при неоднократных публичных заявлениях власти об открытости. Вот что она рассказала о двух недавних эпизодах. «Не одна я заметила: чем громче власть говорит о какой-то проблеме, тем проблема только пуще крепчает. К примеру, вот уже с год краевая администрация Приморья и лично губернатор Владимир Миклушевский озабочены своей оторванностью от народа, а потому без устали говорят в микрофоны о необходимости добиваться максимальной открытости и прозрачности в работе. Да не просто говорят, но создают «под проблему» общественные спецструктуры - открытое правительство, экспертные советы… Заряжают эти «обоймы» беспокойными активистами всех сфер и мастей и даже проводят с ними встречи и совещания. А потом сообщают, что их провели. А если не сообщают ни до, ни после, значит, знать об иных мероприятиях ни общественникам, ни прессе, ни прочим посторонним не положено. Недавно я попыталась пройти на одно совещание. Узнала, можно сказать, случайно: и. о. начальника департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды краевой администрации Алексей Почекунин пригласил к себе специалистов на обсуждение проблемы сколь острой, столь и «долгоиграющей» - о создании охранных зон вокруг заповедников и прочих особых территорий. Вернувшись из командировки в Лазовский район, где из-за не решаемых земельных проблем перессорились охотники-любители и национальный парк «Зов тигра», точно знала: разговор на совещании будет горячим. Но пресс-служба вежливо сообщила «Вас туда не пустят… Совещание рабочее, Почекунин решил провести его без журналистов. Вы ж понимаете: хозяин барин». «Не пущу! - подтвердил, закрыв грудью вход в кабинет, вскоре и сам Почекунин. Дискутировать на тему открытости и прозрачности краевых властей, а также общественного интереса к земельной проблеме и законных прав журналиста на информацию этот чиновник явно не собирался. Совещание - внутреннее дело департамента, объяснили мне. Как семейные отношения. Короче, не нарушайте интим. В общем, так и не продвинувшись глубже приемной, я покинула «гостеприимный» краевой департамент природных ресурсов. Написать, что ли, жалобу на Почекунина его непосредственному руководству - стремящемуся к максимальной прозрачности губернатору? Чтоб оценил правомерность действий своего подчиненного на встрече с открытым правительством или на общественном экспертном совете по охране природы? Я бы послушала, что там скажут. Так ведь снова не пустят». Второй эпизод, о котором рассказала Наталья Островская – о суде по делу об аварии на атомной подводной лодке «Нерпа». Об аварии, истинных событиях на АПЛ, судебных решениях, протестах военных специалистов и моряков сообщалось не раз. После оправдательного вердикта присяжных в Тихоокеанском флотском военном суде сейчас идёт повторный судебный процесс. Наталья сообщает: «Если в краевой администрации Приморья от журналистов охраняют тайны распределения земли вокруг национального парка, то в суде, где все еще идет повторный судебный процесс по аварии на атомной подводной лодке «Нерпа», свято берегут сведения, составляющие гостайну. Именно под предлогом того, что кто-то такие сведения разгласит, а пресса услышит и тут же их широко разнесет, председательствующий в суде Даниил Логинов выставил журналистов за дверь, объявив прения сторон закрытыми. И это само по себе удивительно, потому что начавшийся еще в середине января судебный процесс первоначально шел, по сути, в открытом режиме. Но чем ближе к финалу, тем чаще судья волнуется за гостайну: не попала бы та в руки врагов-журналистов. На самом деле «посторонним», то есть обществу, просто мешают составить независимое мнение как о причинах трагедии на «Нерпе», так и о качестве расследования, проведенного Военной прокуратурой ТОФ. В зале судебного заседания в живом диалоге сторон, непричесанном и несогласованном, открываются не гостайны, а куда более важные вещи. Интонация, отдельная фраза, тот или иной аргумент - и ты понимаешь, за кем правда и правота, а за кем - одна служба мундиру. Наверное, будь на то судейская и чиновная воля, в перечень сведений, составляющих гостайну и подлежащих охране от журналистов, угодили бы и прения в суде, и спор на рабочем совещании. Само собой, под призывы к предельной открытости».

АПРЕЛЬ, 29
СМИ Челябинской области
Редакторы 24 районных газет Челябинской области обратились с заявлением к. прокурору Александру Войтовичу. Руководители местных изданий просят надзорное ведомство проверить, как правительство Челябинской области исполняет бюджетный кодекс РФ при утверждении порядка предоставления в 2013-2015 годах субсидий печатным СМИ. В этом году в соответствии с новым порядком распределения субсидии ни одна городская или районная газета не может претендовать на финансовую помощь из областного бюджета, поскольку не отвечает одновременно пяти изложенным в нем критериям. Согласно новым условиям, только АНО «Объединенная редакция «Губерния», соучредитель 36 городских и районных газет, одновременно издатель газеты «Губерния», вправе претендовать на получение субсидии в 35 миллионов рублей. То есть, по сути 35 миллионов рублей уйдут единственному оператору, обращают внимание прокурора редакторы 24 СМИ. Между тем, учредителем газеты «Губерния» (АНО) является коммерческая структура, ООО «Рекламное агентство «Соседи», принадлежащее некой Ирине Филичкиной. Семья Филичкиных, как известно, контролирует весь прогубернаторский медиа-рынок, в подчинении отца, сына, и их жен находятся АНО «ОР «Губерния», ИД «Губерния», ООО ИД «Гранада Пресс» и масса других изданий. Центр анализирования и прогнозирования Челябинской областной администрации, где родился новый порядок предоставления субсидии, работает в тесном контакте с семейством Филичкиных, осуществляя жесточайшую цензуру над районными газетами. Каждое статья про губернатора и его команду тщательно вычитывается, требуется заранее присылать сверстанные материалы для вычитки, без специального разрешения невозможно ничего публиковать на темы актуальной политики. Шаг влево, шаг вправо – и редактора тут же увольняют за малейшее неповиновение. Новый порядок предоставления субсидии редакторы в своем заявлении оценивают как нецелевое использование средств, а в частных разговорах более откровенно называют это выводом средств для тупоголового пиара власть предержащих в частные структуры, аффилированные с той же властью. Прокуратура пока молчит – там думают.

АПРЕЛЬ, 29
Газета «Вечорка»
Директор читинского зоопарка Александр Кибалин прокомментировал заявление редактора газеты «Вечорка» Владимира Кантемира о том, что он и журналист Любовь Юрьева готовы прожить трое суток в клетках читинского зоопарка в ответ на иск, поданный его руководством на издание в Центральный районный суд Читы. «Жить в клетках журналисты не будут – это противоречит санитарным нормам», - сказал Александр Кибалин в беседе с корреспондентом «Забмедиа.Ру». Директор читинского зоопарка обратился в суд после публикации статьи «Читинский зоопарк – тюрьма». «Статья написана по обращению сотрудников зоопарка, недовольных работой его директора Александра Кибалина и условиями содержания животных, и опубликована в газете «Вечорка» 12 марта. Кибалин посчитал материал клеветническим и обратился в суд с требованием взыскать с редакции 30 тыс рублей», - рассказал Владимир Кантемир. По его словам, журналисты «Вечорки» напишут опровержение, но для этого им нужно провести трое суток в клетках зоопарка и оценить уровень содержания животных. «Мы готовы подписать мировую, но для этого «Вечорке» нужно выплатить зоопарку моральную компенсацию – 30 тыс рублей, и опубликовать опровержения этой статьи, - заявил Александр Кибалин. – Жить в клетках журналисты не будут – это противоречит санитарным нормам».

АПРЕЛЬ, 29
Газета «Трибуна»
Федеральный арбитражный суд Московского округа признал законным отказ взыскать с газеты «Трибуна» 900 тысяч рублей репутационных издержек по иску «Уралхима» о защите деловой репутации. Поводом для судебного спора послужила публикация в газете аналитического материала «Маски сорваны», посвященного проблемам экологии и промышленной безопасности на предприятиях ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» (ОАО «ВМУ»), ОАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината», входящих в холдинг «Уралхим». Как сообщает РАПСИ, истец посчитал, что статья наносит ущерб деловой репутации холдинга и входящих в него предприятий, и потребовал опровержения сведений, касающихся, в том числе, неблагоприятной экологической обстановки, которая сложилась как на самих предприятиях, так и в городах, где они расположены, загрязнения весной 2010 года реки Вятка, из-за которого Киров на пять дней остался без питьевой воды. Кроме того, холдинг настаивал на взыскании с «Трибуны» и автора материала свыше девяти миллионов рублей. Арбитражный суд Москвы поддержал позицию «Уралхима», обязав издание опубликовать опровержение, но снизив размер компенсации репутационного вреда до 900 тысяч рублей. Однако Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляцию газеты, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ОАО «ОХК «Уралхим». «В большинстве своем оспариваемые высказывания нашли свое подтверждение на предмет действительности, остальные же не являются порочащими и содержат мнение автора», - указала вышестоящая инстанция.

АПРЕЛЬ, 29
Телекомпания ТРВ Мужи
Журналисты телекомпании ТРВ Мужи в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа отстранены от работы из-за того, что коллектив не прошел обучение охране труда. Гострудинспекция ЯНАО на две недели «дисквалифицировала» 20 сотрудников телерадиокомпании. В контрольном ведомстве пояснили, что нарушения выявили в октябре 2012 года, но за шесть месяцев руководство компании ничего не исправило: документ о том, что сотрудники ознакомлены с правилами охраны труда, так и не появились. Штат телекомпании состоит из 20 специалистов, до 15 мая от работы отстранены все. Главный редактор может лишиться должности – в его отношении составлен протокол об административном правонарушении. В редакции ТРВ Мужи заявили, что к ним официальная бумага не поступила, поэтому они работают в плановом режиме. Отметим, в 2009 году эта телерадиокомпания оказалась в центре медиаконфликта. Тогда в ТРВ Мужи сменился главный редактор, прошло сокращение штата. Наблюдатели полагали, что муниципалитет был недоволен слишком жесткой позицией СМИ по отношению к местной администрации, коллеги шурышкарских журналистов и сами представители ТРВ говорили о давлении на прессу. После этого в редакции еще раз сменился руководитель – сегодня им является Александр Лищенко.

АПРЕЛЬ, 29
Радио «Европа Плюс Уфа»
Радио «Милицейская волна»
Телеканал «Рен Уфа»
Интернет-порталы «Уфамедиахолдинга»
В Уфе прекратилось вещание каналов, станций и сайтов «Уфамедиахолдинга». Об этом сообщили представители информагентства, входящего в состав структуры бизнесмена Альберта Мухамедьярова. Как стало известно Тришурупа.рф, для слушателей и зрителей недоступны «Европа Плюс Уфа», «Милицейская волна», телеканал «Рен Уфа» и интернет-порталы агентства. Согласно одной из версий, причина прекращения вещания - технический обрыв оптико-волоконного кабеля. В то же время, в соцсетях появилась информация о якобы политических причинах. Так, часть зрителей телеканала «Рен Уфа» связывают обрыв кабеля с сюжетом, посвященном строительству скоростного трамвая. В нем присутствует видеоролик, записанный на встрече президента Башкирии с экологическими предпринимателями. На записи видно, как Рустэм Хамитов резко отзывается об активных сторонниках сохранения леса на Блюхера, называя тех «всякой швалью и провокаторами». В свою очередь, оппоненты бизнесмена высказывают предположения о том, что станции и каналы отключены по приказу самого Мухамедьярова «для дополнительного медиа-шума и пиара».

прекращение вещания – 3 раза / другое

АПРЕЛЬ, 29
Татьяна Шкирина
Юлия Оверчук
Евгений Яровой
Николай Шпак
Ольга Ковтун
В Омске пресс-конференция губернатора Виктора Назарова из-за действий его подчиненных превратилась в очередной бедлам. Корреспондент ОТК Татьяна Шкирина в растерянности. Она тщетно пытается дозвониться вчерашним коллегам из ГУ по делам печати (раньше она работала на «12 канале»), чтобы понять причины отказа в аккредитации. Юлия Оверчук, журналист «Домашней газеты», тоже не оказалась в списках аккредитованных. Также были не допущены на мероприятие корреспонденты «Омск-Информа» Евгений Яровой и Николай Шпак, а также журналист сайта Om1 Ольга Ковтун. Оказалось, что администрация Омской области временно приостановила аккредитацию «Омской телевизионной компании» и информационного агентства «Омск-Информ» на свои мероприятия, обвинив их в публикации ложной информации о губернаторе области Викторе Назарове. Они распространили сообщения о том, что Назаров пытался использовать «Прямую линию с Владимиром Путиным» в своей «войне» с властями Омска.

АПРЕЛЬ, 30
Сайт газеты «Комсомольская правда»
Газета.ру
В Ульяновской области идет необычная борьба с коррупцией: чиновники пытаются запретить СМИ публиковать материалы о преступлениях из опасений, что потенциальные взяточники смогут извлечь полезную для себя информацию из сообщений о коррупционных действиях. Ранее в апреле прокуратура Ульяновской области обратилась в суд с требованием закрыть доступ к некоторым страницам, содержащим «пропаганду коррупции». В список попали и сайты газет «Комсомольская правда» и Газета.ру, публиковавших сведения о коррупционных преступлениях среди представителей власти. Эти издания, по мнению надзорного ведомства, «предоставляют возможность распространения материалов, содержащих информацию о способах дачи взятки, об обстоятельствах, при наличии которых необходимо подкупать должностных лиц, а также о методике уклонения от уголовной ответственности за коррупционные преступления». Стремление ульяновских чиновников установить цензуру вызывает опасения.

АПРЕЛЬ, 30
Газета «Пермский обозреватель»
Как стало известно «НеСекретно», в Перми газету «Пермский обозреватель» кто-то изымает со стоек в местах распространения. По словам читателей, газету пачками забирают неизвестные люди. Так, тревожные сигналы поступили из дома детского творчества «Росток», из магазинов «Добрыня». Редакция газеты обращается к читателям с просьбой сообщать о подобных фактах. «Пермский обозреватель» на протяжении многих лет не изменяет своей позиции: писать правду, вскрывать коррупционные схемы, рассказывать без утайки о тех, кто толчется возле бюджетной кормушки. Тиражи газеты не раз пытались изъять те, кому не по нраву правдивые публикации. «Пермский обозреватель» уже пережил и обыски, и допросы, но остался верен себе. Более того газета растет и развивается: изменился формат подачи материалов, стало больше фотографий, больше комментариев, больше интересных лиц. Вырос тираж газеты - теперь «Пермский обозреватель» выходит тиражом 15 тысяч экземпляров.

АПРЕЛЬ, 30
Эдуард Шмонин
Главный редактор скандального оппозиционного интернет-издания «Чиновник.РУ» Эдуард Шмонин во время съемки очередного сюжета о коррупции в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа подвергся нападению. Как передает корреспондент Znak.com, журналист был избит во время съемки сюжета о полигоне твердых бытовых отходов близ Лянтора, куда приехал вместе с жителем района Михаилом Степановым. По словам самого Эдуарда Шмонина, это была вполне рядовая съемка для будущей программы «Время Ч». Михаил Степанов должен был выступить экспертом и рассказать о коррупционных махинациях, процветающих на предприятии ТБО МУП «Сургутрайторф», которому принадлежит полигон, и которое, по его словам, контролирует администрация Сургутского района. «Мы подъехали на КПП, я предъявил свое журналистское удостоверение. Охранник позвонила директору, поговорила с ним. Затем уже я поговорил с ним по телефону, мы прошли на место. Стали снимать. Затем я заметил дым. Подошел чуть ближе, увидел, что там жгут кабель. Видимо, шла переработка материала с целью извлечения из него цветного металла. И тут началось. Подошел человек, представился Дмитрием, стал бить. Потом еще навалились люди», - рассказал корреспонденту Znak.com Эдуард Шмонин. Со слов главреда, нападавшие во время избиения требовали отдать камеру и немедленно покинуть территорию. Но перед тем, как напасть, один из них с кем-то созванивался по сотовому телефону. Обо всем этом Шмонин впоследствии написал в заявлении на имя начальника полиции ОМВД Сургутского района. В этом же заявлении журналист попросил привлечь к уголовной ответственности виновных по нескольким статьям уголовного кодекса, включая «угрозы убийством», «воспрепятствование законной деятельности журналиста», «побои», «порча чужого имущества». Кроме этого Шмонин сообщил, что в настоящее время он чувствует себя неважно. После случившегося врачи констатировали у него сотрясение мозга. Реакция силовиков по поводу произошедшего пока что неизвестна. Получить комментарии в пресс-службах главка МВД Югры и ОМВД Сургутского района корреспонденту Znak.com не удалось. Также неизвестны и мотивы нападавших. Сам Шмонин в беседе c корреспондентом Znak.com не исключил, что к инциденту могут быть причастны сотрудники администрации Сургутского района. Не секрет, что в последнее время редакция «Чиновник.Ру» и администрация района во главе с Дмитрием Макущенко неоднократно судились. Последний не раз становился объектом критики журналистов издания. Также отметим, что это не первый случай нападения на журналиста. В мае 2011 года в одном из кафе Ханты-Мансийска на него также было совершено нападение (см. монитор за май 2011 года). По словам Эдуарда Шмонина, оно также было связано с профессиональной деятельностью.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни