Результаты мониторинга
10 Апреля 2013 года

Результаты мониторинга ФЗГ – март 2013

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 5 (Светлана Курицына, ведущая телепрограммы «Луч света», НТВ, Москва; Борис Стомахин, редактор газеты «Радикальная политика», Москва; Сергей Бровко, фотограф газеты «Источник новостей», Киров; Абдулла Экаев, главный редактор газеты «Тверской репортёр», Тверь; Дмитрий Ренанский, независимый журналист, Санкт-Петербург).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 2 (газета «Берега Клязьмы», Московская область – в Нижегородской области; Кабардино-Балкарское радио, Кабардино-Балкарская Республика).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 2 (Елена Полякова, журналист газеты «Серп и молот», Московская область; Виктор Кравцов, главный редактор интернет-СМИ «Волжский.ру», и Надежда Кузьмина, директор этого сайта, Волгоградская область).

Увольнение редактора, журналиста – 4 (Елена Полякова, журналист газеты «Серп и молот», Московская область; Владимир Саманюк, ведущий телепрограммы «Вести-Карелия», Карелия; Светлана Хвостанцева, главный редактор газеты «Отечество», Кировская область; Ирина Пастухова, исполняющая обязанности главного редактор газеты «Искра Прикамья», Пермский край).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 10 (Влад Тупикин, независимый журналист, Москва; Виктор Кравцов, главный редактор интернет-СМИ «Волжский.ру», и Надежда Кузьмина, директор этого сайта, Волгоградская область; Дмитрий Алешковский, независимый журналист, Санкт-Петербург; Сергей Губанов, независимый журналист, Санкт-Петербург; Александр Сотник, журналист канала «Политвестник», Дмитрий Мелехин, журналист канала «Политвестник», Мария Решетникова, корреспондент интернет-сайта Каспаров.Ru, все – Москва; съемочная группа программы «Вести. Дежурная часть», - в Кемеровской области; Наталья Филонова, редактор газеты «Всему наперекор», Забайкальский край; Владими Горбань, сотрудник газеты «Свободная речь», Московская область).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 21

на сумму 2 311 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 17, удовлетворено – 3, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 85 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 24

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 13 (Светлана Курицына, ведущая телепрограммы «Луч света», НТВ, Москва; Валерий Донской, шеф-редактор независимой радиостанции «Электрон-ФМ», Краснодарский край – 2 раза; Татьяна Гусельникова, журналист «Новой газеты Кубани», Краснодар; Айдер Муждабаев, заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец», Георгий Янс, журналист газеты «Московский комсомолец», оба – Москва; редакция ИА «Свободные новости», Елена Иванова, главный редактор ИА «Свободные новости», сотрудники ИА «Свободные новости», все – Саратов; Максим Собеский, автор интернет-издания «Особая буква», Москва – 2 раза; Павел Гусев, главный редактор газеты «Московский комсомолец», Москва; Сергей Леонов, корреспондент «URA.Ru», Челябинск; Абдулла Экаев, главный редактор газеты «Тверской репортёр», Тверь).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – 2 (радио «Маяк» в Нижегородской области; телекомпания «Тивиком», Улан-Удэ).

Прекращение выхода СМИ – 2 (интернет-журнал «Русская жизнь», Москва; газета «Местное время», Республика Карелия).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 2 (газета «Тульская правда», Тульская область; газета «Вместе», Вологда).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 3 (сайт «Закс.ру»; сервер Информационно-аналитического центра «Сова»; портал независимой газеты «Жуковские вести», Московская область).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ().

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 3 (компьютер Елены Поляковой, журналиста газеты «Серп и молот», Московская область; компьютер газеты «Серп и молот», Московская область; фотокамера Алексея Овчинникова, журналиста ИА «Взгляд-инфо», Саратов)

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 25

МАРТ, 1
Радиостанция «Восток России»
В Хабаровске в кабинете руководителя радиостанции «Восток России» произошла попытка рейдерского захвата. Руководитель радиостанции «Восток России» Е. Бурлуцкий обратился к губернатору Хабаровского края В. Шпорту: «Уважаемый Вячеслав Иванович! В понедельник, 25 февраля, вы приходили в прямой эфир и планировали сотрудничество на весь год. Но уже в пятницу 1 марта на радиостанции появился бывший начальник управления по информационной политике края П. Сарычев и стал бесцеремонно выгонять меня с рабочего места, ссылаясь на вашу волю. Никаких документов предоставлено не было. Весь коллектив в недоумении. Более того, процедура смены директоров краевой радиостанции за один день – дело юридически невозможное. Налицо не только нахальство и срыв производства, но подсудное дело и должностное преступление. Сообщаю вам об этом рейдерском захвате частным лицом краевой радиостанции, где 60 процентов уставного капитала принадлежит правительству Хабаровского края. Прошу скорой аудиенции, чтобы доложить о ситуации с альтернативной точки зрения и понять вашу личную позицию. С уважением, генеральный директор, главный редактор ООО «Радиостанция «Восток России» Е. Бурлуцкий». Справка ФЗГ. Согласно устава ООО «Радиостанции Восток России», смена руководства организации происходит на собрании учредителей. За 30 дней до дня проведения собрания должна быть разослана повестка дня с необходимыми материалами. Организация учредительных собраний всегда была прерогативой руководства радиостанции. Ничего подобного, конечно, сделано не было. 20 марта ФЗГ получил информацию, что «конфликт исчерпан» - оказывается, выгонять директора на радиостанцию «Восток России» приходили безработные люди, не имеющие никаких полномочий, и высокопоставленные чиновники краевого правительства подтвердили незаконность действий

МАРТ, 1,
Иван Мосеев

В Архангельске вынесен приговор директору Поморского института коренных и малочисленных народов при Северном (Арктическом) федеральном университете Ивану Мосееву. Как сообщили в региональном управлении СКР, Октябрьский районный суд Архангельска приговорил И. Мосеева к штрафу в 100 тыс. рублей. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 282 УК РФ («Действия, направленные на унижение достоинства группы лиц по признакам национальности и происхождения, совершенные публично, с использованием средств массовой информации»). Суд установил, что И. Мосеев разместил в интернете негативный комментарий о русских: «1 апреля 2012 года с персонального компьютера в Октябрьском округе Архангельска на сайте информационного агентства «Эхо Севера» был размещен комментарий к статье, в котором содержались унизительные характеристики и отрицательные эмоциональные оценки этнической группы «русские», направленные на возбуждение в обществе ненависти по национальному признаку». Комментарий написал пользователь под псевдонимом «Поморы». Несмотря на то, что он был анонимным, экспертиза выяснила, что он был отправлен с компьютера И. Мосеева (см. монитор за сентябрь, ноябрь 2012 года, февраль 2013 года). Председатель ассоциации поморов Архангельской области, бывший редактор газеты «Бизнес-класс Архангельск» Иван Мосеев 11 марта обжаловал стотысячный штраф. Адвокат Рамиль Ахметгалиев подал в Архангельский областной суд ходатайство с просьбой отменить обвинительный приговор и оправдать Мосеева. «Имеющееся в деле основное доказательство - заключение эксперта - получено с нарушением действующего законодательства и не может быть положено в основу приговора. Во-первых, сами по себе выводы эксперта противоречивы и не последовательны. Во-вторых, эксперт вышел за пределы своих полномочий и ответил на правовые вопросы», - заявил адвокат. Защита представила внесудебное лингвистическое исследование, проведенное специалистами Нижегородского госуниверситета имени Лобачевского, которые, как ранее и эксперт Северного федерального университета, не нашли в приписываемой ему фразе «призывы к дискриминации граждан на основе их этнической принадлежности». Эксперты пришли к выводу, что в высказывании, за которое преследуют Мосеева, «отсутствуют речевые средства, способствующие обоснованию или оправданию необходимости осуществления геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения нелегитимного насилия в отношении этнической группы».

МАРТ, 1
СМИ Республики Коми
За неделю до президентских выборов в марте 2012 года по всей Республике Коми прокатилась волна публикаций, якобы изобличающих в недобросовестности первого секретаря комитета Коми республиканского отделения КПРФ Вячеслава Шулепова. Почти одномоментное тиражирование не подтвердившихся впоследствии сведений во многих городских и районных газетах было возможно только по указанию сверху. Заказные тексты были разосланы и напечатаны в Сыктывкаре, Ухте, Инте, Прилузком, Корткеросском, Усть-Куломском, Удорском, Ижемском, Усть-Цилемском и других районах республики. Затем наступил час расплаты. Вслед за Сыктывкарским городским судом, где состоялись два первых процесса, суды в районах и городах последовательно удовлетворяли требования В. Шулепова о признании распространённых о нём недостоверных сведений не соответствующими действительности. И выставляли счета к оплате за нанесённый моральный вред. Опомнившиеся редакторы местных газет печатают теперь опровержения, в которых признают свою вину и приносят извинения В. Шулепову. И выплачивают назначенные штрафы.

МАРТ, 1
Телекомпания «Дальневосточная»
Житель Хабаровска задержан после того, как будучи пьяным, обстрелял из пневматического оружия съемочную группу, сообщает краевое управление МВД. «Съемочная группа из Японии совместно с представителем телекомпании «Дальневосточная» производили съемки фильма. Во время работы к группе подошел неизвестный молодой человек в состоянии алкогольного опьянения, который начал выражаться нецензурной бранью», - говорится в сообщении. На замечание руководителя съемочной группы мужчина не реагировал, угрожая расправой. Спустя несколько минут он достал пистолет и несколько раз выстрелил в воздух, а затем - в сторону съемочной группы. «Злоумышленник был задержан. У него изъят пневматический пистолет. В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье «Хулиганство», предусматривающей до пяти лет лишения свободы», - уточняется в сообщении. По данному факту проводится проверка. Пострадавших нет, материального ущерба не причинено.

МАРТ, 1
СМИ Свердловской области
В последний день зимы в Екатеринбурге прошла очередная отчетно-выборная конференция Свердловского творческого союза журналистов. Жаркая дискуссия в присутствии 118 делегатов, представляющих более полторы тысячи СМИ региона, показала – Союз востребован. И председатель СЖР Всеволод Богданов, приехавший в столицу Урала, убедился, что, несмотря на разность позиций, все коллеги заинтересованы в общности мнений насчет восстановления престижа профессии, в защите прав журналистов при исполнении их должностных обязанностей, а точнее – честной журналистики. Это тем более актуально, что уральское медиа-сообщество получило – наконец-то! - возможность организовать полноценную деятельность на базе Дома журналистов, который будет открыт в конце лета по адресу – ул. Клары Цеткин,1. Такое решение принял губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Это самый центр Екатеринбурга, у Храма-на-крови, где была расстреляна царская семья. Хочется верить, что у уральской журналистики – другая судьба. Председателем Правления СТСЖ избран Александр Левин, в недавнем прошлом руководитель администрации Свердловской области, пресс-секретарь губернатора Эдуарда Росселя, газетчик не в одном поколении. Его отец, ветеран Великой Отечественной войны Юрий Абрамович Левин был ответственным секретарем газеты Уральского военного округа «Красный боец». Споры спорами – но в Правление СТСЖ вошли представители всех журналистских организаций: ГИПП, Медиа-Союза, Совета редакторов УрФО. Здесь же секретари крупнейших первичек региона. Лучше разговаривать, глядя в глаза друг другу, и доказывать свое мнение конкретикой. Ваш корреспондент вновь подержан на должность ответственного секретаря СТСЖ.

МАРТ, 3
СМИ Дальневосточного федерального округа
Во Владивостоке состоялся семинар для журналистов Дальнего Востока, организованный российским Союзом журналистов. Впервые за много лет для дальневосточников организован семинар на таком уровне, впервые за много лет собрались вместе журналисты Камчатки и Магадана, Сахалина и Приморья. Российский Союз журналистов представляли секретари Союза – Александр Копейка, Павел Гутионтов, Леонид Никитинский, Владимир Касютин и известный юрист, руководитель Центра защиты прав СМИ Галина Арапова. Среди обсуждавшихся тем - проблемы региональной журналистики и современной публицистики, защита и независимость журналистов, журналистика и коррупция в СМИ, экономика СМИ, экономическая независимость и договорные темы, разработка модели СМИ и современный дизайн изданий. Законодательство о СМИ, практика рассмотрения споров с участием СМИ, защита журналистов и СМИ в суде, практика Европейского суда по правам человека – эта тема, с которой выступала Галина Арапова, вызвала большой интерес и массу вопросов журналистов, редакторов изданий, представителей пресс-служб. Неожиданным для многих участников семинара оказался и «круглый стол» в Краевом арбитражном суде Приморского края. Тема «Клуб присяжных», обсуждение которой предложил известный журналист-расследователь Леонид Никитинский, оказалась интересной и для журналистов, и для судей, для экспертов и тех присяжных заседателей, что присутствовали на этом «круглом столе». Такое обсуждение проблем по теме суд-журналисты-присяжные прошло в Приморье впервые, но присутствующие надеются на продолжение совместных обсуждений в «клубе присяжных».

МАРТ, 3
СМИ Воронежа
Воронежская Гильдия журналистов-аналитиков на прошлой неделе презентовала сборник публицистических работ, в который вошли тексты местных авторов – членов организации. Публикации, большинство из которых ранее уже выходили в воронежских СМИ, посвящены анализу различных социальных проблем. В числе авторов сборника – редакторы и ведущие журналисты воронежских газет, журналов и интернет-изданий. Сборник стал первым проектом Гильдии, которая образовалась в Воронеже в прошлом году. В состав некоммерческой организации вошли воронежские журналисты, специализирующиеся на аналитических жанрах. По словам президента Гильдии, декана факультета журналистики ВГУ Владимира Тулупова, главная задача организации – направить деятельность журналистов на конструктивную работу в освещении важнейших социально-экономических и политических проблем региона.

МАРТ, 3, 4
Сайт «Закс.ру»
Сайт «Закс.ру» подвергся хакерской атаке. Статья, опубликованная незадолго до DDOS-атаки, повествовала о борьбе строительных компаний за отремонтированный участок дороги в Ленинградской области. Однако окончательной версии о причинах произошедшего пока нет. Атака стала неожиданностью, требований убрать материалы в редакцию не поступало. Шеф-редактор сайта «Закс.ру» Олег Мухин рассказал, что статья, посвященная почетным гражданам города, появилась на сайте во вторник вечером. Прием документов на выдвижение кандидатуры, в свою очередь, закончился 1 марта, в пятницу, рассказал шеф-редактор. Тогда же должно было стать известно, кого выдвигают губернатор и спикер. Однако обнародование этой информации было перенесено, как пояснил Мухин, на понедельник. «Для истории с почетными гражданами, конечно, последние выходные были довольно напряженным временем для кандидатов, которые рассчитывают избраться», рассуждает Мухин. История с дорогой также, по оценке шеф-редактора, является «довольно острой». В материале говорится о «беспрецедентном» привлечении СМИ к «черному пиару», добавил Мухин. Холдинг ООО «Медиа-СПБ», в состав которого входят информационные порталы «ЗАКС.Ру», «Лениздат.Ру», а также «Новая газета в Петербурге», обратился в правоохранительные органы с заявлениями по факту DDOS-атак на ресурс. Заявления были направлены Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, прокурору Петербурга Сергею Литвиненко, главе ГУ МВД по Петербургу и области Сергею Умнову и начальнику отдела «К» бюро специальных технических мероприятий ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. К заявлениям приложен отчет, предоставленный компанией, оказывающей услуги фильтрации трафика. В отчет попали все IP-адреса, с которых 2 и 3 марта осуществлялись атаки.

МАРТ, 4
Светлана Курицына
На телеведущую программы «Луч света» на телеканале НТВ Свету Курицыну, которую все знают, как Свету из Иваново, было совершено нападение. Во время съемок в московском ресторане «Урюк» какой-то неизвестный мужчина кинул ей под ноги презерватив, заполненный кислотой, сопровождая этой действие оскорбительными словами. С. Курицына не пострадала, была изуродована только ее обувь. Но после этого инцидента она была вынуждена серьезно задуматься над своей безопасностью. Подле ее теперь всегда находится охранник, а передвигается она только в бронированном авто. Основания для повышенной безопасности у Светы из Иванова существуют. Ей и до этого поступали угрозы и анонимные sms-сообщения, которые изучают специалисты по безопасности. Пока Курицына никак не комментирует эту ситуацию. У нее есть свои недоброжелатели и те, кто просто ее не выносит.

МАРТ, 4
Светлана Хвостанцева
В Кировской области департамент по вопросам внутренней и информационной политики областного правительства уволил главного редактора яранской районной газеты «Отечество» Светлану Хвостанцеву. Ранее, 1 марта, Хвостанцева была утверждена членом избирательной комиссии с правом решающего голоса от политической партии «Гражданская платформа». Секретарь регионального комитета партии Михаил Шевелев считает, что департамент был осведомлен о членстве Хвостанцевой в избирательной комиссии и ее поддержке со стороны «Гражданской платформы». Партия считает, что увольнение главного редактора – подготовка к выборам в регионе. Теперь «Гражданская платформа» намерена защищать редактора, в связи с чем готовит заявления в прокуратуру о нарушении прав члена избиркома. Светлана Хвостанцева рассказала, что процедура ее смещения с должности прошла с явными нарушениями. Ни расчет, ни трудовая книжка до сих пор не выданы. Договор с ней был прерван без предупреждения и в одностороннем порядке. Причиной увольнения, как сообщил Хвостанцевой глава департамента по вопросам внутренней и информационной политики Борис Веснин, послужили письма от коллектива газеты с жалобами на главного редактора. Светлана никаких писем в доказательство сказанного не получила. Газета при ней имела хорошие и финансовые, и информационные показатели. «Отечество» получило три диплома конкурса «Страна моя – Вятка». Тираж районки составлял 5500 экземпляров, что является примеров для подражания других изданий такого формата. Работа Светланы была оценена департаментом по вопросам внутренней и информационной политики повышением ежегодной премиальной доплаты «за качество и интенсивность». Светлана Хвостанцева намерена судиться за признание увольнения не действительным. В ее поддержку подписали письма и работники газеты, и руководители яранских предприятий.

МАРТ, 4
СМИ Москвы
В Москве активисты «Левого фронта» в годовщину президентских выборов провели акцию протеста на Красной площади. Сначала активисты вывесили баннер с надписью «Долой царя Путина!» в проходе, вынуждая прохожих наклоняться и буквально пролезать под баннером. Затем они прикрепили баннер к железным решеткам Иверских ворот и встали рядом. Через минуту на инцидент отреагировала полиция и два сержанта попытались задержать журналистов, снимавших акцию. Молодые люди попытались уйти, заявив, что баннер вешали не они, полицейские упрямо тащили репортеров в участок. Представителей прессы выручили активисты – двое мужчин и одна девушка признались в содеянном, и добровольно сели в полицейскую машину. Три активиста «Левого фронта», проводившие акцию на Красной площади, задержаны и доставлены в ОВД «Китай-город».

МАРТ, 5
СМИ Хабаровска
В Хабаровске прошли масштабные антитеррористические учения с участием нескольких сотен сотрудников УМВД, УФСБ и МЧС Хабаровского края, пограничников. Огромное количество сотрудников спецслужб было стянуто в центр Хабаровска. По словам помощника начальника УФСБ России по Хабаровскому краю Андрея Назарова, сценарий учений предполагал беспрепятственное попадание сотрудников СМИ на рабочие места, однако некоторые участники учений переусердствовали. Так, с началом антитеррористических учений многие сотрудники СМИ, офисы которых находятся в Доме радио, не могли попасть на свои рабочие места. А. Назаров пообещал решить проблему, после чего журналистов начали пускать в Дом радио.

МАРТ, 5
Елена Полякова
В Клину (Московская область) журналист газеты «Серп и молот» Елена Полякова обвиняется в том, что угрожала убийством местной чиновнице. Уголовное преследование она связывает c местью властей за критику. Е. Полякова рассказала, что уголовное дело, по которому она признана следствием обвиняемой, расследуется уже больше года. Потерпевшая - начальница управления образования Клинского муниципального района А. Сокольская, супруга заместителя прокурора А. Козлова. Сначала Полякова имела статус свидетеля, затем подозреваемой, и вот теперь она стала обвиняемой по части 2 статьи 119 УК РФ («Угроза убийством по политическим и идеологическим мотивам»). По версии правоохранителей, Е. Полякова пригрозила убийством А. Сокольской. Далее Е. Полякова сообщает, что в ноябре 2011 года в квартире, где она проживает с мужем и пятью несовершеннолетними детьми, был проведен обыск. В постановлении на обыск было написано, что начальник управления образования Клинского муниципального района А. Сокольская считает, что Полякова, зарегистрировавшись в сети Интернет под никами «Андрей Смирнов» и «Лев Арчибальд», угрожала ей убийством. Криминальным было признано высказывание одного из пользователей на сайте общественного движения «Согласие и Правда Подмосковье», опубликованное в виде комментария к статье «Большая перемена»: «За какую руку нужно хватать Сокольскую? Неужели ее еще не поймали? Она как муниципальный служащий может заниматься бизнесом? Парикмахерская, банк, турагентство, школа и детский сад платные? А что с прокурорами, которые сидят, засветилась на вечеринке, это нормально для руководителя отдела образования? А то что сократила бесплатные детские кружки без утверждения Главой района? А сколько знающих педагогов покинули школы и сады из-за нее? Да ей уже по сталинским или китайским законам пулю в затылок пора!». В ходе обыска в квартире Поляковой изъяты системный блок и две флеш-карты. Затем ее отвезли в УВД Клинского муниципального района для дачи показаний. Редакцию газеты «Серп и молот» также обыскали, и также изъяли системный блок - с рабочего места Поляковой. Вскоре руководство отказалось продлевать с журналистом трудовой договор, и она стала безработной. В июле 2012 года следователь ходатайствовал о прекращении уголовного дела - прокуратура Московской области ответила отказом. Затем ходатайство о прекращении уголовного дела подала адвокат журналиста Н. Попова, однако Е. Полякова сомневается, что доводы защитника будут услышаны. Журналист считает, что данное уголовное дело - удобный повод для местных властей, чтобы расправиться с «возмутительницей спокойствия» в городе.

МАРТ, 5
Газета «Мой город – Кострома»
Антон Борщев
В ФЗГ поступила информация, что Свердловский районный суд Костормы рассмотрел иск о защите чести и достоинства, предъявленный к газете «Мой город – Кострома» и журналисту Антону Борщеву. Истица Татьтяна Кульпина посчитал не соответствующими действительности и порочащими ряд сведений, содержащихся в статье «Почем торгуем «Родиной»?», опубликованной в этом издании 30 июля 2012 года. Кроме опровержения, Т. Кульпина просит суд взыскать с ответчиков в качестве компенсации морального вреда 200 000 рублей. Рассмотрев материалы дела, суд вынес определение отправить спорный материал на лингвистическую экспертизу специалистам Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам.

МАРТ, 5
ИА «Провэд»
В Москве в конференц-зале дипломатической академии МИД РФ прошла Международная научно-практическая конференция «Интеграционные процессы на Евразийском экономическом пространстве: потенциал и перспективы», в аккредитации на которую журналистам информационно-аналитического издания «ПРОВЭД» было отказано. Начальник отдела сотрудничества с участниками внешнеэкономической деятельности и иностранными инвесторами управления по связям с общественностью Федеральной таможенной службы России Лариса Филатова сослалась «на ограниченное количество мест».

МАРТ, 6
Татьяна Гусельникова
Журналист «Новой газеты Кубани» Татьяна Гусельникова написала заявление в УМВД России по Краснодару по факту угроз и оскорблений. В Краснодаре владелица автомобиля Рorsche Сayenne, припарковавшая его с нарушением правил, стала оскорблять ставших свидетелями нарушения журналиста «Новой газеты Кубани», которая снимала происходящее на мобильный телефон. Факт видеосъемки недовольная женщина прокомментировала несколькими матерными репликами и угрозами. «Я сейчас позвоню своему папе в прокуратуру, в ОБЭП своему брату, тебя засунут туда, будешь сидеть там без штанов», – заявила она. Нарушительницу правил дорожного движения зовут Анна Миносьян. Известно, что Рorsche Сayenne с данными госномерами более 30 раз нарушал правила дорожного движения, а штрафы в размере от 100 до 1500 рублей систематически не оплачивались. В ОБ ДПС УМВД по Краснодару рассказали, что в отношении девушки оформлен административный протокол за нарушение правил остановки и парковки. На нее наложен штраф в размере 1 500 рублей. Также проводится административное расследование по факту выезда на встречную полосу. Прокуратура Краснодарского края заявила, что проконтролирует и проверит полноту принятых сотрудниками органов полиции мер по привлечению к установленной законом ответственности Анны Миносьян. По факту угроз и публичных оскорблений 6 марта журналист «Новой газеты Кубани» Татьяна Гусельникова написала заявление в УМВД России по Краснодару, в котором просит принять необходимые меры, направленные на привлечение к установленной законом ответственности Анны Миносьян. От редакции «Новой газеты Кубани» также направлено заявление в полицию. «Публичные оскорбления и угрозы в адрес журналиста со стороны Анны Миносьян в присутствии представителя правоохранительных органов и граждан являются уголовно наказуемым деянием (ст.144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»), наносят моральный вред журналисту и изданию. Попытки запугать представителя СМИ возможной расправой со стороны Анны Миносьян представляют угрозу жизни и здоровью журналиста, и редакция обязана в целях защиты сотрудника принять надлежащие меры», – говорится в заявлении в правоохранительные органы.

МАРТ, 6
Газета «Владимирский край»
Глава города Коврова (Владимирская область) Виктор Кауров не смог отстоять в судебных инстанциях свою честь, достоинство и деловую репутацию. Сначала Ковровский городской суд отказал ему и возглавляемой им горадминистрации в иске к газете «Владимирский край». Затем 6 марта Владимирский областной суд оставил решение в силе. Дело касалось скандального закрытия Октябрьского рынка в ноябре прошлого года. Очевидную причастность к этим действиям Виктора Каурова отметили тогда многие СМИ. Однако ковровский мэр в суде пытался отрицать этот факт (мол, это приставы исполняли решение суда) и требовал наказать газетчиков из «Владимирского края». Ему не понравился заголовок статьи, посвященной этой теме: «Кауров закрывал рынок для пиара Рыбакова?». Не понравились истцам и рассуждения газетчиков, что «рынок может стать кормушкой для высокопоставленных чиновников». Почему-то ковровский градоначальник посчитал, что она относится к нему и его подчиненным. Но суд расценил фразу как оценочное суждение. Отказано истцам и в возмещении морального вреда в сумме 110 тыс. руб. Еще один подобный иск главы Коврова к «Владимирскому краю» проигран в суде первой инстанции.

МАРТ, 6
Мария Цыбульская
В Москве журналистку Газеты.Ru отстранили от работы за вопросы о «болотном деле» и рейтинге Путина. После видеоинтервью с шеф-редактором объединенной компании «Афиша-Рамблер» Юрием Сапрыкиным журналистку Марию Цыбульскую от работы над проектом «Предметный разговор» в Газете.Ru. Редакционному руководству не понравились вопросы Цыбульской о рейтинге президента Владимира Путина и «болотном деле», утверждает сам Сапрыкин на своей странице в «Фейсбуке». Мария Цыбульская подтвердила эту информацию в комментариях к записи. Сапрыкин также добавил, что «про рейтинги и особенно «болотное дело» мы разговаривали по доброй воле и обоюдному согласию - а также что про «болотное дело» я буду при каждой возможности говорить и впредь, это самое важное, и вместе с тем чудовищное, из происходящего сейчас в стране».

МАРТ, 6
Валерий Донской
На сайте независимой радиостанции «Электрон-ФМ» (Крымск, Краснодарский край) опубликовано письмо совета атаманов Крымского казачьего общества генеральному директору холдинга Николаю Попову. В нем казаки требуют отстранить от эфира «некого В. Донского» (ведущего Валерия Донского) за «искаженную информацию о священнослужителях РПЦ и казаках Кубанского реесстрового войска». В случае отказа казаки угрожают «действовать в рамках казачьих традиций». В июле 2012 года угрозы получила корреспондент радиостанции Дарья Суховая. Угрозы поступили после того как она выложила фотографии наводнения в социальной сети (см. монитор за июль 2012 года). Шеф-редактор и ведущий «Электрон-ФМ» Валерий Донской рассказал: «22 февраля в Анапе было совершено покушение на заместителя атамана Анапского казачьего войска. Анапа находится недалеко от Крымска и днем в прямом эфире в программе «Картина дня» я рассказал, что СК считает, что преступление может быть связано с его коммерческой деятельностью. Я предложил перенести особое отношение к депутатам Госдумы и на казаков: давайте и казачеству запретим заниматься коммерческой деятельностью. Деньги им и так выделяет государство, и выходит конфликт интересов, и возникают этические вопросы. Все звонящие нас поддерживали, а казаки нам не звонили. Да и вообще, от приглашений в эфир они всегда отказываются, говорят, что «никто не слушает ваше жидовское радио». При этом нереестровое казачество идет с нами на контакт и даже приходит на прямые эфиры. Вечером 22 февраля казаки все же позвонили с претензиями, и мы объяснили, что говорили не о погибшем казаке, а о ситуации с казачеством в целом. Теперь, через 2 недели, мы получили это письмо. Такая критика - это все равно критика, я ее к сведению принял. Это обратная связь на мою работу. Это даже комплимент, что они вышли на связь, но заявление в полицию я на всякий случай напишу».

МАРТ, 6
Сайт газеты «Аргументы и факты» Сайт «Полит.ру»
Роскомнадзор сообщил о вынесенных предупреждениях за нарушение требований статьи 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» и ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Предупреждения вынесены редакциям и учредителям сайтов газеты «Аргументы и факты» и «Полит.ру» за републикацию видеоролика панк-группы Pussy Riot «Панк-Молебен», 29 ноября 2012 года признанного экстремистским материалом Замоскворецким судом Москвы. По мнению экспертов Центра «Сова», предупреждения СМИ вынесены неправомерно, поскольку неправомерно признание этого видео экстремистским. Напомним, в нем нет ни признаков религиозной ненависти, то есть ненависти к православию, ни ненависти к его последователям. Авторы песни, сопровождающей ролик, в резких выражениях критикуют патриарха за поддержку власти, но в тексте не содержится не только никаких призывов к насильственным действиям против православных, но даже никакой критики в отношении православия и верующих.

МАРТ, 6
«Петербургский театральный журнал»
Ведомство администрации Санкт-Петербурга - комитет по культуре - впервые за долгие годы не выделило «Петербургскому театральному журналу» грант на развитие сайта. Также бюджетная поддержка не была оказана всероссийскому театральному фестивалю им. Александра Володина «Пять вечеров». Мероприятие получало финансовую поддержку от комитета с 2004 года. Официальная причина отказа звучала так: у фестиваля уже есть федеральное финансирование, поэтому дополнительные средства из городской казны ему не нужны. Главред издания Марина Дмитревская обратила внимание на тот факт, что ранее это обстоятельство не мешало Смольному поддерживать фестиваль. По мнению Дмитревской, свою роль в гонениях могла сыграть ее публикация в «Новой газете». В материале «Отчитываемся: в бане помылись, в театр сходили» Дмитревская высказала мнение, что сокращение субсидирования петербургских театров - выражение общей тенденции Смольного, который не оказывает должного внимания гуманитарным наукам. Публикация увидела свет в понедельник, а через день в комитете по культуре состоялось заседание Экспертного совета по распределению грантов. По информации Марины Дмитревской, о вышедшем материале члены комиссии были информированы. Так, присутствовавший на заседании декан факультета музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского университета культуры и искусства Владимир Яковлев якобы выразил недовольство тем, что Марина Дмитревская критикует комитет по культуре, при этом рассчитывает на бюджетную поддержку. «Он даже вспомнил, что я критиковала власть и раньше в газете «Правда», а это, между прочим, было в 1986 году», - иронизирует главный редактор «ПТЖ». Марина Дмитревская уже отправила письмо в Министерство культуры РФ с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. «Если субсидии нам не дадут, а это 1/3 нашего бюджета, то проект умрет», - уверяет главный редактор «Петербургского театрального журнала».

МАРТ, 7
Все СМИ
В Челябинске оставшиеся после взрыва метеорита обломки разыскивает несколько десятков тысяч силовиков, включая военнослужащих, полицейских, представителей спецслужб. По периметру вокруг предполагаемых мест падения стоит вооруженная охрана, которая моментально начинает угрожать оружием любому постороннему. В том числе (и даже в первую очередь) – журналистам.

МАРТ, 7
СМИ Калуги
Управа Калуги закрылась от блоггеров и гражданских журналистов. В целях обеспечения реализации права граждан на получение полной и объективной информации о деятельности городского головы города Калуги и городской управы Калуги решением управы аккредитоваться на заседания управы смогут только журналисты зарегистрированных СМИ. Блогеров и гражданских журналистов, например, независимые интернет-изданий, пускать в здание Управы не будут. Это следует из принятого 15 февраля постановления городской управы Калуги. N 36-п «Об утверждении правил аккредитации журналистов средств массовой информации при Городской Управе города Калуги». При городской управе, согласно постановлению, аккредитуются исключительно журналисты любого российского СМИ независимо от организационно-правовой формы, зарегистрированного в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, российские СМИ тиражом менее 1000 экземлпяров, а также зарубежные СМИ, аккредитованные в Российской Федерации. Таким образом, журналисты газеты тиражом 500 экземпляров будут аккредитованы, а журналисты интернет-портала посещаемостью 200 тысяч - нет.

МАРТ, 7
«Новая газета»
Обвиняемый в убийстве артиста Саратовского академического театра опера и балета Николай Витер обратился с гражданским иском в суд. В качестве ответчика по нему выступает «Новая газета» (Энгельс). «Поводом для иска явилось то, что Витер расценил публикации в СМИ как задевающие его честь и достоинство, так как издание упомянуло о нем как о представителе нетрадиционной сексуальной ориентации, состоявшим в интимной связи с жертвой преступления», - пояснил источник в правоохранительных органах. В Энгельском райсуде (Саратовская область), которому предстоит рассматривать дело, от изложения сути исковых требований, а также о требуемой сумме компенсации морального вреда говорить отказались, предложив нашему корреспонденту поучаствовать в предстоящем судебном заседании в качестве слушателя. Ранее с аналогичным иском к энгельсской «Новой газете» выступала мать убитого артиста Крылова, требуя в качестве компенсации морального вреда 200 тыс. рублей. Однако суд в удовлетворении исковых требований отказал.

МАРТ, 7
Газета «Тульская правда»
Тираж газеты «Тульская правда» тульского обкома КПРФ, который вместе с агитаторами были задержаны в Узловой, не был полностью агитационным, сообщил ИА «Тульская пресса» источник в тульском обкоме КПРФ. По его словам, в тексте одного из материалов была допущена нелепая ошибка. Напомним, что накануне ИА «Тульские новости» опубликовало информацию о том, что в Узловой задержаны распространители газеты КПРФ «Тульская правда». Об этом агентству сообщила пресс-служба коммунистической партии. «По словам собеседника, полицейских насторожила дата выхода – 8 марта. Газета содержит агитационные материалы партии КПРФ, касающиеся предстоящих муниципальных выборов. Дата – это просто опечатка, поскольку из-за праздников дата выпуска сдвинулась», - процитировал источник пояснение пресс-службы Тульского обкома компартии.

МАРТ, 7
Алексей Овчинников
В Саратове 7 марта у журналиста ИА «Взгляд-инфо» Алексея Овчинникова во время выполнения редакционного задания отобрали фотоаппарат. Причем один из злоумышленников был сильно похож на заместителя главы администрации Волжского района Сергея Червякова. Происшествие случилось на перекрестке улиц Первомайская и Некрасова. Алексей Овчинников фиксировал на фотокамеру, как легковой автомобиль провалился в яму. Женщина-водитель машины рассказывала корреспонденту о случившемся. «Стоявшие неподалеку трое граждан (один из них, как две капли воды, похож на заместителя главы администрации Волжского района Сергея Червякова) подошли к корреспонденту и потребовали прекратить съемку. Водитель автомобиля сообщила, что ей они представились сотрудниками администрации Волжского района. Граждане окружили журналиста и стали отбирать фотоаппарат, угрожали разбить технику», - отмечает издание. Мужчина, похожий на Червякова, держал журналиста за руки, а второй отобрал фотокамеру и удалил часть снимков. После этого они сели в «тойоту» и уехали. ИА «Взгляд-инфо» обратилось в администрацию Волжского района, дабы ее сотрудники прокомментировали случившееся. Однако те от каких-либо комментариев отказались.

МАРТ, 8
Влад Тупикин
В Москве в Новопушкинском сквере произошли столкновения демонстрантов с полицией. Как сообщает корреспондент Граней.Ру, на согласованном митинге «Яблока» за равноправие полицейские задержали журналиста Влада Тупикина за распространение газеты «Воля», затем были задержаны другие активисты, раздававшие газеты и листовки. Левые активисты покинули митинг в знак протеста и отправились к автозакам требовать освобождения задержанных, после чего начались массовые задержания. Полиция приказала завершить митинг задолго до согласованного времени его окончания.

МАРТ, 10
Дмитрий Нестеров
В городе Узловая Тульской области задержаны 16 наблюдателей на муниципальных выборах. Как сообщает ОВД-Инфо, задержания произошли в территориальной избирательной комиссии и на одном из участков, где были вскрыты фальсификации. Наблюдателям не дали принять участие в заседании ТИКа. Члены комиссии стали их выталкивать, у одного из наблюдателей отобрали мобильный телефон. Через некоторое время телефон вернули, но вызвали наряд полиции. Как рассказал ОВД-Инфо активист Совета наблюдателей России Дмитрий Крайнев, на избирательный участок №26, где был обнаружен вброс в пользу «Единой России», ворвались «неизвестные гопники» и избили наблюдателя от СМИ Дмитрия Нестерова и члена УИК с правом совещательного голоса Евгения Федина. На других участках московских наблюдателей незаконно удалили до подсчета голосов, объявив, что они «лишены статуса». «Провалив операцию по вбросам, УИКи начинают следующую стадию - переписывание протоколов, для чего удаляют всех членов УИКов с правом совещательного голоса и СМИ», - сообщает в твиттере ассоциация «Голос». В Узловой состоялись досрочные выборы в депутаты муниципального собрания. Наблюдатели сообщают о многочисленных нарушениях, в том числе нескольких подтвержденных фактах вбросов.

МАРТ, 11
Сервер «Совы»
Поздним вечером сервер Информационно-аналитического центра «Сова» подвергся DDoS-атаке и непродолжительное время не работал. На сайте центра «Сова» появилось следующее сообщение: «О причине атаки мы можем только гадать, но не исключено, что она связана с анонсированной на 13 марта пресс-конференцией. Мы опасаемся повторения атак. Если Вы не видите нашего сайта, просто попробуйте зайти на него позже».

МАРТ, 11
Дмитрий Семаков
В Архангельске утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего главного редактора «МК» в Архангельске» Дмитрия Семакова, который обвиняется в покушении на мошенничество. Так, Семаков, являясь главным редактором средства массовой информации, при личной встрече ввел заместителя министра сельского хозяйства Архангельской области в заблуждение, сообщив недостоверную информацию о наличии у него негативных сведений о деятельности министерства, публикация которых повлечет проверку работы ведомства. Семаков потребовал от должностного лица 40 тысяч рублей, пообещав взамен не размещать информацию (см. монитор за октябрь 2012 года). Как сообщает пресс-служба прокуратуры Архангельской области, мошенник получил от заместителя министра требуемые деньги, однако тут же был задержан сотрудниками УФСБ России по Архангельской области.

МАРТ, 11
СМИ Воронежа
В Воронеже ФАС провела совещание для СМИ. На факультете журналистики Воронежского государственного университета прошло совещание, организованное территориальным управлением Федеральной антимонопольной службы. На мероприятие были приглашены редакторы и руководители рекламных отделов воронежских СМИ, представители районных газет Воронежской области. Совещание было посвящено актуальным вопросам соблюдения средствами массовой информации Федерального закона «О рекламе». Заместитель руководителя Воронежского управления ФАС Виталий Попов рассказал о самых распространенных нарушениях закона, встречающихся в СМИ, привел статистику по возбужденным административным делам в отношении редакций местных телеканалов, газет и журналов за прошедший год. В мероприятии также приняли участие представители Центра защиты прав СМИ. Они провели для собравшихся краткий анализ наиболее часто встречающихся ошибок в рекламе медицинских и финансовых услуг. По словам юристов, именно в этих сферах рекламы СМИ чаще всего допускают нарушения закона. Однако на первом месте среди нарушений по-прежнему отсутствие пометок «Реклама». Поэтому представитель ФАС сделал особый акцент на борьбе с рекламой, стилизованной под журналистику. Так, на минувшей неделе за такое нарушение были возбуждены два дела в отношении воронежского филиала ВГТРК и областной телестудии «Губерния». Декан факультета журналистики ВГУ Владимир Тулупов рассказал о разработанной методике, позволяющей отличить журналистский текст от рекламного. В конце совещания эксперты ответили на вопросы собравшихся. Это уже второе совещание по вопросам соблюдения законодательства о рекламе, которое воронежское УФАС проводит для представителей СМИ. Предыдущее мероприятие также проходило на факультете журналистики ВГУ в конце 2011 года.

МАРТ, 11
Газета «Вместе»
В Вологде информационный холдинг «Премьер» подготовил жалобу в прокуратуру на действия полицейских, которые провели «осмотр» в типографии. Вечером к типографии на улице Элеваторной, 37, прибыли пять полицейских УАЗиков и около десятка полицейских. В составе приехавшей группы была Лариса Решетникова, старший дознаватель ОД УМВД России по Вологде, а также майор полиции Юрий Быков, остальные не представились. Полицейские без объяснения причин, без предъявления обосновывающих документов открыли нараспашку железные ворота в здание типографии, приперев их УАЗом, и начали «осмотр», как они выразились, помещений. Однако юридическое понятие «осмотр» в реальности обернулось фактическим обыском с изъятием печатной продукции. Оказалось, что полицейских интересовала конкретная газета общественного движения «Вместе». Сотрудники правоохранительных органов начали изымать ее тираж в нарушение действующего законодательства: без описи, без опечатывания, без подписи понятых и т.д. Только после настойчивого требования сотрудников типографии соблюдать закон, под давлением коллектива Юрию Быкову пришлось привезти служебную печать. Во время так называемого «осмотра» в типографии присутствовал один из сотрудников холдинга Сергей Замуруев. Полицейские в протоколе осмотра так и указали, что документ составлен с участием директора ООО «Премьер» С. Замуруева. Но никакого ООО «Премьер» юридически не существует. Это выдуманное предприятие. Оно не является ни собственником помещений, ни их арендатором, ни собственником бизнеса, и, конечно, Сергей не может быть директором фирмы, не существующей в реальности. Типографское производство принадлежит другому предприятию. То есть в нарушение статьи 177 УПК РФ «осмотр» проводился без присутствия руководителя или представителя соответствующей организации. При этом по закону следственные действия производятся на основании постановления следователя, но никакого постановления представителю типографии не предъявлялось, нет отметки об этом и в протоколе. Изъятие тиража газеты «Вместе» принесло вологодской типографии значительные убытки: предприятие было вынуждено повторно напечатать равное изъятому количество продукции (изъято было 24 упаковки по 250 экземпляров газеты в каждой). Пришлось заплатить сотрудникам повышенную зарплату за выход на работу в неурочное время, понести дополнительные расходы на краску, потребление электроэнергии и т.д. Это только основная часть нарушений, полный список указан в жалобе, которая будет передана в прокуратуру на следующей неделе.

МАРТ, 11
Михаил Афанасьев
Главный редактор интернет-издания «Новый фокус» Михаил Афанасьев побывал на допросе в Следственном управлении СКР по Хакасии. Следователи проводят доследственную проверку по материалу, размещенному на сайте «Нового фокуса» «Бандиты ставят хакасскую полицию на бабки». Следователь по особо важным делам Сергей Ощепков брал пояснения по материалу. Точнее, пытался взять: как рассказал Михаил, он отказался что-либо говорить, так как в любом случае ему грозит уголовное преследование. Уговоры господина Ощепкова не помогли. Объяснять, что значит фраза: «Выходит, глава МВД по Хакасии Илья Иванович Ольховский лично принял в своем кабинете преступника, да еще заплатил ему 50 тысяч рублей налогоплательщиков за то, что тот сдал других преступников», - Афанасьев не стал.

МАРТ, 11
Борис Стомахин
В Москве редактор газеты «Радикальная политика», бывший политзаключенный Борис Стомахин, вновь заключенный под стражу за свои статьи, избит в московском СИЗО-4. Цитату из письма политзека приводит в своем блоге гражданский активист Виктор Корб. По словам Стомахина, на него напал сокамерник Андрей Горшенин. Политзек характеризует его как «нациста и антисемита». «Завтра буду требовать перевода в одиночку. Прошу помощи у всех», - говорится в письме Стомахина. 20 февраля Мосгорсуд признал законным продление ареста Стомахину на срок до 10 апреля. Рассмотрение кассационной жалобы защиты продолжалось всего несколько минут; корреспондента «Граней» на само слушание не допустили, разрешив войти в зал только на оглашение. Политзек участвовал в заседании по видеосвязи из СИЗО; в зале суда его интересы представлял адвокат Виктор Бородин. 1 февраля Бутырский суд Москвы оставил Стомахина под стражей. Публицист, получивший известность статьями с резкой критикой русской государственности, находится в заключении с 20 ноября 2012 года. Он обвиняется по части 1 статьи 205.2 («Публичное оправдание терроризма») и части 1 статьи 282 УК («Возбуждение ненависти либо вражды») - см. монитор за ноябрь 2012 года. Ему грозит до семи лет колонии. В 2006-2011 годах Стомахин уже отбыл пятилетний срок по статьям 282 и 280 («Публичные призывы к экстремизму»). В тот раз он также был осужден исключительно за свои сочинения. При задержании Стомахин пытался бежать из квартиры через окно по веревке, однако веревка оборвалась и он получил переломы ноги и отростков двух позвонков. От последствий этих травм Стомахин не оправился до сих пор.

МАРТ, 12
Газета «Пермские соседи»
В Перми проходят выборы в Пермскую городскую думу. В ходе агитационной кампании была арестована часть тиража газеты «Пермские соседи» за распространение якобы незаконной агитационной продукции (см. монитор за февраль 2013 года). Решение о содержании в выпуске неправомерной предвыборной агитации приняла территориальная избирательная комиссия Индустриального района Перми, которая направила в суд представление об изъятии тиража печатного издания, а также протокол об административном правонарушении. При этом ни территориальная избирательная комиссия Индустриального района, ни сотрудники отдела полиции, изымавшие газету, не представили редакции документов о признании выпуска незаконным. Газету забрали, не составив акта изъятия. ТИК признала выпуск незаконным из-за изображения на полосе «Пермских соседей» листовки-«перевертыша», приведенного в качестве примера черного пиара. Однако, никакой экспертизы изображения, из которого редакцией была намеренно убрана фамилия кандидата и закрашено его лицо, проведено не было, комиссия руководствовалась собственным восприятием и ощущениями. На сайте ГУ МВД России по Пермскому краю была опубликована информация, содержащая сведения о причине изъятия газеты - «опубликованные в издании материалы содержали негативную информацию в адрес правительства Пермского края и нескольких политических партий». Но, как отметила в ходе своих пояснений в суде редакция газеты «Пермские соседи», «правительство Пермского края не является участником каких-либо предвыборных процессов, и публиковать негативную и критическую информацию в адрес правительства журналисты имеют полное право. Закон позволяет журналистам информировать читателей о выборах: поэтому в газете был дан полный предвыборный расклад, информация и аналитика, написано обо всех кандидатах, как того и требует законодательство, не было преобладания негативной или позитивной информации о кандидатах». В итоге мировой суд удовлетворил жалобу редакции газеты «Пермские соседи» из-за отсутствия состава административного правонарушения и прекратил производство по делу, вынеся определение о возврате редакции изъятой часть тиража.

МАРТ, 12
Юрий Косоротов
Суд Михайловского района Рязанской области отпустил со скамьи подсудимых предпринимателя Михаила Поротикова. В октябре 2011 года он напал на съёмочную группу программы «Вести Рязань». Травмы получил оператор, было повреждено дорогостоящее оборудование. Наказать фермера тогда требовали и губернатор Рязанской области Олег Ковалёв, и глава регионального управления МВД. Расследование уголовного дела шло почти два года, но и сейчас точка в деле не поставлена. Корреспондент программы «Вести-Рязань» Виктория Соловьева и оператор Юрий Косоротов совместно со специалистом Управления Россельхознадзора Татьяной Маланиной участвовали в рейде по Михайловскому району. Цель рейда – противодействие незаконному вывозу чернозема. Т. Маланина намеревалась показать съемочной группе «Вести-Рязань» то, что остается после варварского уничтожения чернозема. У села Поярково участники рейда застали за работой технику, которая снимала плодородный слой почвы. Но не успели журналисты начать работу, как к месту событий подъехала легковая машина, из которой выскочил мужчина, кинувшийся на съемочную группу с кулаками. Это был хозяин техники, фермер Михаил Поротиков, уже штрафовавшийся за незаконный вывоз чернозема. Поротиков бросился на Юрия Косоротова, схватил штатив и буквально разбил его о голову оператора. Тот пытался спасти камеру. Увы – не удалось. В результате журналисты были вынуждены обратиться за медицинской помощью и в полицию. Против Михаила Поротикова возбуждено уголовное дело. Буквально на следующий день, на заседание регионального правительства Олег Ковалёв обратился к руководителям правоохранительных органов с просьбой провести тщательную проверку, с тем, чтобы привлечь виновных к ответственности по всей строгости закона. «Это чрезвычайное происшествие требует принятия незамедлительных мер, поскольку правонарушители не только в течение длительного времени безнаказанно производили кражу плодородной земли, но и совершили противоправные действия в отношении журналистов», – подчеркнул губернатор (см. монитор за октябрь 2011 года). Все взяли под козырек, а затем спустили дело на тормозах. Итог закономерен. Штатив вдребезги, поврежденная видеокамера. Нанесенный ущерб очевиден. Однако в действиях Михаила Поротикова суд не нашел ничего особенного. Судья Михайловского районного суда Игорь Вагин сказал, что телесные повреждения Косоротову не являются опасными для жизни, не влекут за собой кратковременные расстройства здоровья или снижение работоспособности. Незначительным признан и материальный ущерб телекомпании. Но главное – фактическая безнаказанность. Из трех вменяемых обвинений суд признал только одно, умышленное причинение легкого вреда здоровью. «Суд приговорил признать Поротикова виновным по ст.115 ч.1 УК и назначить ему строгое наказание в виде исправительных работ сроком на 4 месяца и 10% вычета из заработной платы», - сообщил судья Вагин. Суд так и не разглядел в господине Поротикове хулигана, из-за отсутствия состава преступления его оправдали и по этой статье. Оператору программы «Вести-Рязань» фермер по решению суда должен возместить затраты на лечение. Только сумма сокращена на треть. По сути, Михайловским районным судом дано разрешение препятствовать работе журналистов, причем в самой грубой форме.

МАРТ, 12
Интернет
В Международный день против цензуры в Интернете Reporters sans frontières («Репортеры без границ») распространили специальный доклад «Враги интернета – 2013». «Благодаря технологиям вмешательства в информационные системы и перехвата сообщений государства продолжают арестовывать все больше журналистов, гражданских активистов и инакомыслящих. На 12 марта 2013 года уже около 180 киберактивистов остаются за решеткой за их информационную деятельность в Интернете», - подчеркивается в документе. В список пяти стран-главных врагов Интернета попали государства, «систематически контролирующие Интернет и серьезно нарушающие права человека». Это Сирия, Китай, Иран, Бахрейн и Вьетнам. «Онлайн-слежка представляет собой все возрастающую опасность для журналистов, гражданских активистов, блоггеров и правозащитников. Режимы, которые пытаются контролировать информацию, больше не прибегают к прямой блокировке информации, которую легко обойти, и которая неблагоприятно сказывается на имидже государства. Они все чаще предпочитают действовать незаметно, используя тонкую цензуру и слежку за пользователями помимо их воли», - говорит генеральный секретарь Reporters sans frontières Кристоф Делуар. Россия отнесена к числу стран с несвободным Интернетом. Авторы доклада считают, что в нашей стране политики прибегают к способам контроля, нацеленным не на то, чтобы запретить распространение сведений. Для обеспечения контроля над киберпространством власти оказывают давление на интернет-провайдеров, на различные платформы в блогосфере и социальных сетях. «Это становится проще сделать потому, что популярная социальная сеть «ВКонтакте» и пространство LiveJournal были куплены олигархами, близкими к власти», – говорится в части доклада, посвященной России.

 

МАРТ, 13
Газета «Берега Клязьмы»
Алексей Носков
В ФЗГ обратился главный редактор газеты «Берега Клязьмы» (Московская область) Андрей Белковский. Он сообщил, что в Дзержинске (Нижегородская область) представители местной администрации препятствуют работе журналиста. Андрей Белковский пишет, что редакция газеты «Берега Клязьмы» приняла предложение молодого журналиста из Дзержинска Алексея Носкова стать ее собкором в низовьях Клязьмы. «Зная о богатом опыте нарушений законов и попрания прав людей со стороны как бы действующей в Дзержинске как бы местной власти, я для страховки направил бюрократам-дзержинцам официальное письмо с печатью газеты. Попросил аккредитации, хотя по закону мог бы просто уведомить городское информационно-аналитическое управление. Получив письмо от замначальника ИАУ Дзержинска г-на Мартынова («…аккредитация не предусмотрена… готовы взаимодействовать с изданием «Берега Клязьмы» в сфере освещения деятельности органов местного самоуправления города Дзержинска»), я порадовался», - сообщает редактор. «А спустя полмесяца прочитал на «Политическом форуме Дзержинска», что 18.02.2013 «на традиционный для журналистов час прессы не был допущен журналист Алексей Носков. Ответственная за информационную политику администрации Татьяна Андрианова мотивировала свой отказ на присутствие журналиста на открытом мероприятии невозможностью отслеживать готовящиеся им материалы. Алексей Носков, представляющий иногороднее издание, предварительно предоставил все необходимые по законодательству документы для посещения мероприятий органов МСУ Дзержинска», - говорится в обращении в ФЗГ. В заключение А. Белковский напоминает, что «отслеживать готовящиеся (!) материалы – это прямое требование предварительной цензуры».

МАРТ, 13
Ольга Романова
В Москве журналистка Ольга Романова удалена из зала Басманного суда, где продолжается тяжба между оппозиционером Алексеем Навальным и главой СК РФ Александром Бастрыкиным. Об этом Романова написала в своем микроблоге в Twitter. «Ну вот, меня удалили с заседания за то, что я показала Навальному свой блокнот», - сообщила Романова, выложив фото страницы, где написано «ст. 33 Конституции». До этого Романова цитировала в Twitter вопросы, которые задавал судья Карпов Алексею Навальному. В частности, судью интересовало, почему Навальный выступает как гражданин, а не как адвокат, какие конституционные права Навального были нарушены отказом СК рассмотреть его заявление. Напомним, в суде рассматривается жалоба Алексея Навального на решение следователей не возбуждать уголовное дело против Бастрыкина за угрозы, высказанные последним в адрес заместителя главного редактора «Новой газеты» Сергея Соколова (см. монитор за июнь 2012 года).

МАРТ, 13
Владимир Саманюк
Первый секретарь Карельского рескома КПРФ П. Хямяляйнен опубликовал заявление, адресатами которого являются гендиректор ВГТРК «Россия» О. Добродеев и директор карельского филиала ВГТРК «Россия» М. Хапцова. Поводом для протеста послужило незаконное, по мнению коммунистов, лишение работы одного из ведущих программы «Вести-Карелия». 5 марта 2013 года директор карельского филиала ВГТРК «Россия»- ГТРК «Карелия» Марина Хапцова предложила написать заявление об увольнении по собственному желанию ведущему программы «Вести-Карелия» Владимиру Саманюку, который работает на ГТРК «Карелия» 11 лет, а до этого 2 года работал ведущим программы новостей на ГТРК «Тула». Общий стаж работы ведущим на телеканале «Россия» 13 лет. Коммунисты считают, что причиной увольнения стала принадлежность Владимира Саманюка к КПРФ. «Ситуацию, когда тележурналисту с 13–летним стажем работы на телеканале «Россия» предлагают уволиться по собственному желанию только потому, что он коммунист, считаем актом дискриминации по политическим мотивам», - говорится в обращении П. Хямяляйнена.

МАРТ, 13
Валерий Донской
В Крымске (Краснодарский край) в 13:30 казаки ворвались в фойе независимой радиостанции «Электрон-ФМ» и устроили там митинг с требованиями уволить шеф-редактора Валерия Донского. «Они заблокировали проход, людям пришлось идти по дороге, - рассказал Валерий Донской. - Потом они ворвались в здание «Электрона» и стали выкрикивать немотивированные претензии. Я вышел в фойе и начал прямой репортаж c места событий. Никто из них не представился. Мы пытались с ними поговорить, спросить, что они хотят. Мы предложили им выйти в прямой эфир со своими требованиями, но они встретили это предложение в штыки и отказались». По словам В. Донского, казаки обвиняют радиостанцию и его конкретно в «искажении информации о казачестве». Причиной их возмущения стала радиопередача, в эфире которой слушателям было предложено обсудить взаимосвязь казачества и РПЦ. Как сообщалось в твитере радиостанции, «на просьбы сотрудника студии покинуть помещение «Электрона» казак резко отреагировал в ответ: «Женщина, это наш город!». В адрес редактора звучали оскорбления и угрозы: «Мурло!», «Ты еще не получил, но получишь».

МАРТ, 13
Виктор Кравцов
Надежда Кузьмина
Журналисты и депутат Волжской городской думы подозреваются в вымогательстве денег у депутата Волгоградской областной думы. В городе Волжском (Волгоградская область) разгорается громкий политический скандал: по данным правоохранительных органов, директор и редактор одного из электронных СМИ по заказу депутата Волжской городской думы вымогали у депутата Волгоградской областной думы деньги за нераспространение порочащих его сведений. Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Волгоградской области, оперативники получили информацию о том, что группа лиц, используя возможности одного из сайтов Волжского, понуждает политиков и крупных предпринимателей Волгограда и Волжского к выплатам денег за нераспространение различной порочащей их информации. В ходе проверки полицейские установили 33-летнего предпринимателя, депутата Волжской городской думы, который и организовал преступную схему. Также в число участников группы вошли 29-летняя директор подконтрольного депутату общества с ограниченной ответственностью, которая осуществляла контроль финансово-хозяйственной деятельности интернет сайта, а также учредитель ООО - 24-летний главный редактор этого электронного СМИ. За понуждение к даче ежемесячного незаконного денежного вознаграждения в размере 40 000 рублей за нераспространение на информационном ресурсе ложной, порочащей честь и достоинство информации в отношении депутата Волгоградской областной Думы, члены группы 13 марта 2013 года были задержаны с поличным при получении денег. В ходе обысков, проведенных в домовладениях подозреваемых и офисах организаций, полицейские изъяли документы, черновые записи, электронные носители. Как сообщили в пресс-службе регионального СУ СК России, Следственным управлением СКР по области на основании материалов, представленных оперативниками, возбуждено уголовное дело в отношении директора и главного редактора этого медиа-ресурса. Они подозреваются в совершении преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»). Проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершенных преступлений. Расследование уголовного дела продолжается. Журналистскому сообществу Волгоградской области уже известно, что уголовное дело возбуждено в отношении главного редактора интернет-СМИ «Волжский.ру» Виктора Кравцова и директора этого информационного сайта Надежды Кузьминой. Как также стало известно ИА «Волга-Каспий», по подозрению в организации громкого преступления задержан 33-летний депутат Волжской городской думы Петр Зимовец.

МАРТ, 14
Радио «Маяк»
Вещание радио «Маяк» в УКВ диапазоне прекращено в районах Нижегородской области. Об этом сообщает пресс-служба филиала ФГУП РТРС Нижегородский ОРТПЦ. Согласно информации, 14 марта 2013 года с 6:00 началось отключение радиопередатчиков УКВ-1 диапазона, транслирующих программу «Маяк». Прекращены трансляции из Арзамаса, Вили (Выкса), Красных Баков, Сергача и Шахуньи. В Нижнем Новгороде вещание «Маяка» по-прежнему осуществляется на частоте 71,45 МГц. «Основанием для отключения передатчиков стало официальное уведомление со стороны руководства ФГУП ВГТРК о том, что в целях эффективности использования финансовых средств ВГТРК отказывается от использования передатчиков УКВ и СВ-диапазонов», - говорится в сообщении. Всего на территории Российской Федерации будут отключены 558 передатчиков СВ и УКВ-1 диапазонов. Исключение сделано для Москвы, Сочи и 50-и административных центров РФ, в том числе для Нижнего Новгорода. В FM-диапазоне вещание так же сохранится. «ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» признает необходимость оптимизации структуры мощного радиовещания, в том числе приведение ее в соответствие с планом загрузки технических средств ФГУП ВГТРК на 2013 год, включая отключение передатчиков», - отмечается в пресс-релизе.

МАРТ, 14
Интернет-журнал «Русская жизнь»
Интернет-журнал «Русская жизнь» закрыт. Об этом главный редактор Дмитрий Ольшанский сообщил на своей странице в Facebook. На сайте russlife.ru висит заглушка, сообщающая о приостановке работы сайта. Ранее было опубликовано официальное заявление инвестора «Русской жизни» - медиагруппы «Событие». Как заявил генеральный директор Игорь Мальцев, руководство компании вышло из проекта в связи с «существенным отклонением от плановых экономических показателей». Под этим понимаются недостаточные сборы от рекламы. При этом Дмитрия Ольшанского это объяснение не удовлетворило. В своем посте главред отмечает, что журнал выходил четыре с половиной месяца, и делать за столь короткое время выводы об экономических показателях в интеллектуальном СМИ преждевременно. В заявлении группы «Событие» отмечается, что компания высоко оценивает журналистское и литературное качество ресурса, права на бренд «Русская жизнь каждый день» и авторские права на все материалы, созданные в рамках проекта, переданы редакции. Интернет-журнал «Русская жизнь» начал выходить в октябре 2012 года. Проект стал продолжением журнала, запущенного в 2007 году и в 2009-м закрывшегося в связи с финансовыми трудностями.

МАРТ, 14
Дмитрий Губерниев
Перенесено рассмотрение жалобы телекомментатора Дмитрия Губерниева на решение Химкинского городского суда (Московская область) об удовлетворении иска вратаря ФК «Зенит» Вячеслава Малафеева о защите чести и достоинства. Такое решение Мособлсуд принял из-за отсутствия ряда необходимых документов, которые, как ожидается, доставят к следующему заседанию. Химкинский суд в октябре 2012 года частично удовлетворил гражданский иск Малафеева к Губерниеву, взыскав с ответчика 75 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда вместо требуемых истцом 1,5 млн рублей и обязав его опровергнуть распространенную порочащую информацию. Адвокат Губерниева попытался оспорить это решение, подав жалобу. Малафеев обратился в суд после попавших в эфир летом 2011 года оскорбительных высказываний со стороны Губерниева в адрес вратаря сборной России и оскорбления памяти его жены, погибшей в автокатастрофе. При этом телекомментатор не знал, что его слова услышал кто-либо, кроме коллег: телетрансляция прервалась на рекламу, но эфир на сайт телеканала продолжался. Малафеев сперва предложил уладить вопрос в досудебном порядке, если Губерниев извинится и перечислит «адекватную» сумму на развитие любой футбольной школы на своё усмотрение. В противном случае голкипер «Зенита» оставлял за собой право обратиться в суд. Губерниев извинений Малафееву не принес, лишь выразив сожаление, что в эфире прозвучали «идиоматические выражения» в его исполнении (см. монитор за февраль 2012 года).

МАРТ, 14
Дмитрий Алешковский
Сергей Губанов
Фотограф Дмитрий Алешковский задержан в петербургском аэропорту Пулково. Об этом он написал вечером в своем Фейсбуке. Полицейские задержали журналиста, когда он в зале прилета давал интервью ЛГБТ-порталу. Вместе с ним были задержаны его коллега Сергей Губанов и блогер по имени Юрий, который брал интервью. Полицейские обвинили всех троих в нелегальной съемке. По данным «Новой газеты», при этом они заявили, что «Петербург - режимный город». Между тем съемки в зданиях аэропортов по российским законам разрешены. Всех троих полицейские совместно с сотрудниками ФСО доставили в отдел полиции аэропорта, где обыскали в присутствии понятых - сотрудников «Аэрофлота», при этом раздев догола. После этого задержанных оставили на ночь в отделе, оформив на них протоколы по статье 19.3 КоАП («Неповиновение законным требованиям сотрудника полиции»). По этому обвинению им грозит до 15 суток ареста. Также полицейские угрожали Алешковскому уголовным делом по статье 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»), за то что он при задержании якобы назвал их дураками. Эта статья предусматривает штраф до 40 тысяч рублей или исправительные работы на срок до одного года. В Петербург Алешковский и Губанов приехали для работы над проектом, посвященным ЛГБТ-сообществу. Интервью у фотографа брали, когда он ожидал обратного рейса в Москву. В итоге на этот рейс он не попал.

МАРТ, 15
Все СМИ
Заседание в Московском районном суде Санкт-Петербурга, в котором началось рассмотрение дела блогера Дмитрия Алешковского, объявили закрытым. Как сообщил адвокат блогера Динар Идрисов, решением судьи Евы Гюнтер заседание по поводу задержания Дмитрия Алешковского, объявлено закрытым. В зал никого не пускают. Алешковский, а также ЛГБТ-активисты Юрий Гавриков и Сергей Губанов были задержаны накануне вечером в аэропорту Пулково. Задержанных обвинили в неповиновении сотрудникам правопорядка. По мнению Идрисова, настоящей причиной действий полиции могла стать подготовка к ночному прилету в Петербург президента РФ Владимира Путина.

МАРТ, 15
Михаил Афанасьев
В ФЗГ из прокуратуры Республики Хакасия поступил ответ на письмо, направленное в связи с очередным уголовным делом в отношении главного редактора интернет-журнала «Новый фокус» Михаила Афанасьева, обвиняемого в клевете и оскорблении представителя власти, находящегося при исполнении своих должностных обязанностей. Следствие считает, Афанасьев опорочил и оскорбил заместителя начальника УМВД РФ по Абакану Александра Злотникова, назвав его лжецом в одной из своих статей. В ней сообщалось, как в ходе судебного разбирательства при рассмотрении административного материала в отношении все того же журналиста А. Злотников заявил, что тот участвовал в беспорядках и толкал двух беременных женщин под колеса полицейского автомобиля. Однако обе женщины в суде категорично заявили, что их никто не толкал, суд принял их показания и признал неправоту полковника. Это стало поводом для написания упомянутой статьи, в которой на основании вступившего в законную силу судебного решения рассказывалось о показаниях замначальника абаканской полиции, и давалась критическая оценка его заявления. Несмотря на то, что в основу материала положены выводы суда, уголовное дело в отношении журналиста все-таки возбудили (см. монитор за декабрь 2012 года, февраль 2013 года). В обращении ФЗГ в прокуратуру Хакасии говорилось: «Господа, как можно терпеть, что человека обвиняют в клевете, если есть судебное решение, подтверждающее, что он говорит правду? Мы глубоко убеждены, что и вам достаточно хорошо известны обстоятельства этого уголовного дела в отношении Афанасьева Михаила Вячеславовича. А наблюдение за правильностью выполнения законов входит в обязанности прокуратуры. Настоятельно просим воспользоваться вашим правом заставить иные ведомства соблюдать закон». Кроме того, в обращении ФЗГ содержится просьба «заодно выяснить, не является ли заявление полковника Александра Злотникова лжесвидетельством в суде, и понес ли он за это хотя бы дисциплинарную ответственность». Однако поступивший в ФЗГ ответ прокурорских можно расценить как элементарную отписку. В документе, подписанном прокурором Абакана старшим советником юстиции О. А. Бауэром, в частности, сказано: «Прокуратурой проверена законность и обоснованность вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, в ходе проверки оснований для отмены данного решения не усматривается». Кто б сомневался. Хотя эти самые основания лежат на поверхности – выступая в суде, замначальника не выполнял свои должностные обязанности, а был там в качестве обычного гражданина. Кроме того, упомянутое судебное решение подтверждает правоту журналиста. И, наконец, в ответе прокуратуры игнорируется просьба «заодно выяснить, не является ли заявление полковника Александра Злотникова лжесвидетельством в суде, и понес ли он за это хотя бы дисциплинарную ответственность». Получается, либо старший советник юстиции врет, либо «проверка» проведена формально, что тоже свидетельствует не в пользу прокуратуры и заставляет задуматься о сговоре силовиков. Тем временем 14 марта стало известно, что Абаканский межрайонный следственный отдел Следственного управления СК РФ по Хакасии предъявил Михаилу Афанасьеву обвинение в клевете и оскорблении представителя власти (часть 3 статьи 128.1 и статья 319 УК РФ). ФЗГ будет следить за развитием ситуации и постарается помочь независимому журналисту.

МАРТ, 15
ИА «СуперОмск»
В Омске представительница «Справедливой России» требует с интернет-издания 100 тысяч рублей. Юристам Регионального информационного агентства «СуперОмск» предстоит трудное судебное разбирательство. Иск его учредителю предъявила известная в Омске правозащитница, кандидат в депутаты городского совета от «Справедливой России» Елена Свешникова. Она требует опровергнуть публикацию, где ее имя поставлено в ряд с известными фальсификаторами диссертаций, которые незаслуженно приобрели ученые звания и степени. В заметке сказано, что истица «в своих агитационных листовках делает упор на наличие у нее двух высших образований, в том числе юридического». По сведениям автора «СуперОмска», предоставленных, по его словам, горизбиркомом, «у кандидата в депутаты только одно высшее образование – экономическое, полученное в 1991 году. С юриспруденцией же ее связывают курсы повышения квалификации, пройденные в 2011 году». Как пишет Елена Свешникова в исковом заявлении, она «не вводила избирателей в заблуждение» и не подделывала никаких документов: высших образования у нее действительно два – экономическое и юридическое, «в том числе с повышением квалификации в АНО ВПО «Омский экономический институт». Правозащитница просит суд признать распространенные о ней на сайте информагентства сведения «порочащими ее честь, достоинство и деловую репутацию» и взыскать в качестве компенсации за понесенный ею моральный ущерб с ответчика 100 тысяч рублей. Поскольку заметка вышла в свет накануне выборов, а суд по ней пройдет уже после них (они состоялись в Омске 17-го марта), судебное решение не повлияет на их результат. Но так в предвыборных компаниях случается часто: если кандидат не от власти, восстановление его доброго имени происходит, как правило, с опозданием. И все-таки лучше поздно, чем никогда.

МАРТ, 15
Айдер
Муждабаев
Георгий Янс
Депутат Госдумы от «Единой России» Андрей Исаев в ответ на публикацию в «Московском комсомольце» «Политическая проституция сменила пол» пообещал, что «конкретный редактор и автор ответят жестко», а своих критиков он назвал мелкими тварями. В статье дана оценка законотворческой деятельности депутатов-единороссов Ирины Яровой, Ольги Баталиной и Екатерины Лаховой. В «Единой России» поступок господина Исаева расценили как «достойный ответ мужчины на грубый выпад». В «МК» вышла статья «Политическая проституция сменила пол», в которой корреспондент газеты критически описал политическую деятельность трех депутатов Госдумы от «Единой России»: Ирины Яровой, возглавляющей думский комитет по безопасности, зампреда комитета по делам общественных объединений Екатерины Лаховой и зампреда комитета по вопросам семьи Ольги Баталиной. На статью отреагировал Андрей Исаев, который возглавляет думский комитет по труду и социальной политике, а также занимает пост заместителя секретаря генсовета «Единой России» по идеологии. В своем микроблоге в твиттере без указания на статью в «МК» он написал про «мерзкий, подлый, грязный наезд на 3-х женщин-депутатов в желтой газетенке». Депутат пообещал, что «мерзавцы, сделавшие это, должны знать: тут точно не забудем, не простим». Позднее господин Исаев поправился и написал, что «мелкие твари» могут «расслабиться», «а вот конкретный редактор и автор ответят жестко». Главного редактора «МК» Павла Гусева насторожило предупреждение господина Исаева о том, что «конкретный редактор и автор ответят жестко». Поэтому Павел Гусев направил в Генпрокуратуру заявление, в котором просит возбудить дело против Исаева по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). «Прошу также признать заместителя главного редактора газеты «Московский комсомолец» Айдера Муждабаева, а также автора газеты Янсюкевича (псевдоним Георгий Янс) потерпевшими и предоставить им государственную защиту в связи с публичной угрозой их жизни и здоровью», - говорится в заявлении. В «Единой России» не находят ничего предосудительного в высказываниях Андрея Исаева.

МАРТ, 17
Интернет-издание «Наша Версия»
Члены башкирского движения «Кук буре» потребовали с журналиста 1 млн рублей за то, что он назвал их экстремистами. Исковое заявление в отношение редакция газеты «Наша Версия» уже направлено в суд. В январе прошлого года в Интернет-издание «Наша Версия» была опубликована статья, автор которой позволил себе поразмышлять на тему последователей Башкирского общественного движения «Кук буре». Приводим выдержку, ставшую предметом спора в суде: «… число экстремистских организаций в Башкирии выросло многократно: если раньше деятельность спецслужб ограничивалась обузданием не в меру активных сторонников движения «Кук буре», то сегодня в республике действуют не менее влиятельные, но гораздо более радикальные «Фаляк» и «Тарикат»(…) У того же «Кук буре» есть сайт в Интернете, с помощью которого организация координирует деятельность своих последователей не только в Башкирии, но и в Татарстане, Республике Марий Эл, Чувашии и Мордовии. Особенно много приверженцев у экстремистов в Нефтекамске, Октябрьском, Баймаке и Сибае. Несанкционированные митинги и пикеты, заканчивающиеся массовыми драками с полицией, способствуют популярности организации среди молодых отморозков». Оскорбленные «Небесные волки» категорически не согласны с тем, что «Кук буре» является экстремистской организацией» и «организует несанкционированные митинги и пикеты, заканчивающиеся массовыми драками с полицией». Моральный ущерб, нанесенный журналистом, был оценен в 1 млн рублей. Надо отметить, что большинству жителей Башкирии, организация «Кук буре» знакома по редким пикетам. Например, одно из последних выступлений организации, привлекшее максимальное внимание уфимской общественности, посвящалось ЕГЭ – пикетчики хотели, чтобы старшеклассники получили право сдавать экзамен на башкирском языке.

МАРТ, 17
Газета «Гражданский голос»
Из Иваново наблюдатели сообщают об удалении на ряде избирательных участков представителей СМИ и членов комиссий. Так, по сообщению «Карты нарушений», представитель СМИ «Гражданский голос» была удалена из помещения избирательного участка № 34 сотрудниками полиции с применением силы. При этом удаление проведено на основании решения избирательной комиссии № 33, находящейся в том же здании (лицей № 67). Также члены избирательной комиссии участка №12 решили удалить корреспондента газеты «Гражданский голос» за ведение им фото- и видеосъемки. В комиссии убеждены, что на выборах снимать не может никто.

МАРТ, 18
Газета «Дальневосточные ведомости»
В газете «Дальневосточные ведомости» (Владивосток) была опубликована статья В. Булавинцева «Три капитана». На прошедшей неделе газета получила предупреждение Роскомнадзора: «Как следует из поступившего в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обращения, - говорится в предупреждении, - при публикации данного материала газетой «ДВ» были распространены сведения, которые относятся к сведениям, составляющим государственную тайну». Статья Виктора Булавинцева «Три капитана» посвящена расследованию дела о взятках на Тихоокеанском флоте, в котором замешаны флотские офицеры. Упоминание одного из них и стало поводом для письменного предупреждения Роскомнадзора, поскольку по Указу Президента РФ 1995 г. № 1203: такая информация «отнесена к сведениям, составляющим государственную тайну».

МАРТ, 18
Александра Набокова
Во Владивостоке корреспонденция Александры Набоковой «Поросячья этика», опубликованная «Новой газетой» во Владивостоке», вызвала реакции немедленные, но неоднозначные. Герой статьи - депутат краевого парламента Юрий Корнеев, генеральный директор и учредитель вновь образованного сельхозпредприятия «Княжевское» взялся выращивать скот. По целевой программе «Развитие сельскохозяйственного комплекса Дальнереченского района» (Приморский край) он получил в 2011 году от администрации района 800 тысяч рублей, районные депутаты поддержали решение. А к 2013 году выяснилось, что нет ни комплекса, ни скота, ни денег, а краевой депутат денег не возвращает, даже несмотря на судебное решение. Зато стоило «Поросячьей этике» появиться на странице «Новой», как краевой депутат немедленно внёс на счет эти 800 тысяч рублей – с процентами. Но была и другая реакция – потише, и поскромнее. По словам автора статьи, к ней в эти же дни на джипе приехала группа товарищей, которые очень настоятельно «просили» её больше не писать таких заметок.

МАРТ, 18
Александр Минкин
Судебная коллегия Верховного суда РФ рассмотрела кассационную жалобу журналиста «МК» Александра Минкина на постановление Пресненского суда Москвы, который ранее взыскал с журналиста 50 тысяч рублей по иску руководителя фонда «Федерация» Владимира Киселева, и встала на сторону журналиста. Напомним, что судебное разбирательство касалось статьи Минкина «Путина обокрали», в которой журналист обвинил фонд в том, что больные дети не получили деньги, собранные во время благотворительного концерта «Федерации», в котором принимал участие Владимир Путин. Владимир Киселев, в свою очередь, подал в суд иск о защите чести и достоинства на «Новую газету», «КоммерсантЪ» и «МК» (см. монитор за август 2011 года, сентябрь 2012 года). Сам Минкин рассказал «Новой»: «Киселев подал на меня в суд. Но я в своей заметке о фонде «Федерация» его фамилии вообще не упоминал. Я тогда даже не знал, кто такой Киселев. К иску было приложено заключение лингвистки, которая доказывала, что моя статья содержит оскорбления. В заключении, например, было сказано: «Оба автора статьи...» В суде я спрашивал: «Ваша честь, так я оба или один?» Как можно опираться на мнение человека, у которого явно двоится в глазах? Этот аргумент я повторил и сегодня. Тем не менее, Пресненский суд опирался на этот ничтожный документ как на доказательство моей вины. Вопреки закону, в решении суда ни один наш довод против этого документа не был приведен. Теперь незаконное решение отменено. Всё начнётся сначала».

МАРТ, 18
Елена Иванова
ИА «Свободные новости»
В Саратове в редакцию информационного агентства «Свободные новости» пришло письмо с угрозами. Утром 18 марта почтальон принес в редакцию в числе прочей корреспонденции письмо без обратного адреса на имя главного редактора издания Елены Ивановой. В тексте письма содержатся угрозы в адрес Елены Валериевны и её семьи. «Вам станет страшно ходить по улице. Потом вам станет страшно жить в этом городе. Потом вам надоест жить на этой земле», - пишет аноним. Кроме того, он сообщает, что сгорят автомобили нескольких сотрудников редакции, координатора Саратовского объединения избирателей Александра Глущенко и активиста общественной приемной оппозиции «ПОИСК» Александра Никишина, а затем сгорит и сам офис ИА «Свободные новости» как «рассадник зла». Автор призывает Елену Валериевну «готовиться». Главный редактор уже написала заявление о возбуждении уголовного дела в отделение полиции № 5 Саратова. Елена Иванова и сотрудники редакции дали показания в отделе полиции. Это не первая угроза в адрес журналистов ИА «Свободные новости». Во время прошедшей кампании по выборам в Саратовскую областную думу оппозиционные активисты и журналисты уже подвергались опасности. В штабе Михаила Прохорова (сейчас офис партии «Гражданская платформа» и редакция ИА «Свободные новости»), где проходила встреча политконсультанта Сергея Беспалова с гражданскими активистами, два провокатора в масках разлили нашатырный спирт, чтобы сорвать мероприятие. Саратовское Региональное отделение СЖР проявляет солидарность с коллегами, разделяет тревогу в связи с реальной опасностью для их жизни и требует от правоохранительных органов тщательного расследования инцидента в связи с угрозами анонима.

МАРТ, 18
Александр Сотник
Дмитрий Мелехин
Мария Решетникова
На Красной площади в Москве гражданские активисты, выступающие против ужесточения правил регистрации, провели несанкционированную акцию. Полиция ее жестко пресекла, задержав участников. Среди задержанных оказались задержаны снимавшие акцию журналисты канала «Политвестник» Александр Сотник и Дмитрий Мелехин, а также сотрудница интернет-сайта Каспаров.Ru Мария Решетникова. Всех задержанных доставили в ОВД Китай-город. Журналисты Сотник, Мелехин и Решетникова были отпущены без составления протоколов.

МАРТ, 19
Абдулмалик Ахмедилов
Гаджимурад Камалов
Стали известны подробности расследования громких убийств дагестанских журналистов - сотрудника газеты «Истина» Абдулмалика Ахмедилова и главного редактора газеты «Черновик» Гаджимурада Камалова. В соучастии в организации преступлений подозревается 30-летний житель Махачкалы Мурад Шуайбов. Он был задержан по обвинению в незаконном ношении оружия, но затем обвинен в убийстве Ахмедилова, совершенном в августе 2009 года. Адвокаты обвиняемого говорят о нарушениях со стороны правоохранителей. Мурад Шуайбов был задержан в Махачкале 20 декабря 2012 года. По словам адвоката Адильгерея Омарова, полицейские скрутили его при выходе из спортзала и доставили в отделение около шести часов вечера. Как утверждает защитник, лишь в десятом часу при понятых у него за поясом при досмотре нашли пистолет. Шуайбову было предъявлено обвинение в незаконном ношении оружия. Спустя месяц на заседании Советского райсуда, где рассматривался вопрос о продлении его ареста, Мурад Шуайбов заявил, что его якобы пытают сотрудники правоохранительных органов. Через два дня мать обвиняемого Байзат Шуайбова заключила соглашение с адвокатами Адильгереем и Русланом Омаровыми, и с тех пор, по их словам, защитникам не удается добиться встречи с подзащитным, в том числе и потому, что Шуайбова несколько раз переводили из махачкалинского СИЗО в изолятор ФСБ во Владикавказе и обратно. 31 января, впрочем, адвокаты присутствовали на следственном мероприятии, которое проводил во Владикавказе дознаватель по делу о ношении оружия. По словам защитников, и в этот раз Шуайбов пожаловался на пытки и на то, что от него требуют признания в убийствах журналистов и показаний на якобы причастных к этим преступлениям чиновников. Вскоре ему было предъявлено обвинение в убийстве журналиста газеты «Истина» Абдулмалика Ахмедилова. Напомним, журналист выходящей на аварском языке «Истины» 32-летний Абдулмалик Ахмедилов был убит в Махачкале в августе 2009 года (см. монитор за август 2009 года). Главного редактора и основателя еженедельника «Черновик» Гаджимурада Камалова застрелили у здания редакции 15 декабря 2011 года (см. монитор за декабрь 2011 года). В ГСУ СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу комментировать ход расследования убийств журналистов не стали: следователь Андрей Филиппов, который ведет дело, сослался на то, что не уполномочен давать комментарии. Между тем адвокаты и родственники Мурада Шуайбова предполагают, что следствие связывает убийства двух журналистов, а также еще несколько убийств не только с Мурадом Шуайбовым, но и с его братом Магомедом, который отбывает 20-летний срок в колонии строгого режима за совершенное в сентябре 2005 года убийство главы Ботлихского района Дагестана Руслана Алиева. Их младший брат Руслан Шуайбов считает, что версию правоохранителям подсказали их земляки из селения Согратль Гунибского района. Сельская община согратлинцев давно расколота на два противоборствующих лагеря, и конфликтующие стороны то и дело обвиняют друг друга в совершении тяжких преступлений (отметим, что и убитые журналисты – выходцы из Согратля). В данном случае, как считают их земляки, братья Шуайбовы исполняли заказы «двух высокопоставленных дагестанских чиновников». «Они утверждают, - пояснил Руслан Шуайбов, - что Магомеда, который раньше отбывал наказание в исправительной колонии N2 строгого режима в поселке Шамхал (административно относящемся к Махачкале) якобы на время выпускали на свободу для совершения заказных убийств». «До отправки в колонию в Красноярском крае Магомеда тоже допрашивали по этим делам. Если бы эта версия нашла подтверждение, его не стали бы переводить в красноярскую колонию», - уверен адвокат Адильгерей Омаров. Адвокаты обратились к президенту России Владимиру Путину и руководителям правоохранительных органов страны с заявлениями о нарушениях УПК, допущенных, по их мнению, правоохранителями. Отметим, что Магди Камалов, брат убитого Гаджимурада Камалова, намерен добиваться встречи с президентом России, если дело будет затягиваться или фальсифицироваться. «Мы через Общественную палату России передавали президенту России письмо со 120 тысячами подписей с просьбой обратить внимание на данное дело и способствовать его скорейшему раскрытию. Но, видимо, оно до него не дошло», - заявил господин Камалов. Он отметил, что письмо на имя главы СКР Александра Бастрыкина, подписанное 105 депутатами Госдумы в мае прошлого года, привело к тому, что дело передали в следственное управление по СКФО. Сам Магди Камалов пока не может сказать, причастен Шуайбов к убийству его брата или нет: «Мне никто не представил четких доказательств его вины или его невиновности».

МАРТ, 19
Максим Собеский
По сообщению интернет-издания «Особая буква», радикальный националист Максим Тесак-Марцинкевич «объявил о награде за нападение и избиение журналиста Максима Собеского, готовившего для «Особой буквы» расследование его деятельности». За нападение на журналиста обещано 20 тыс. рублей или 30 тыс. рублей, если нападение будет сопровождаться «поливанием мочой», сообщает издание. Деньги будут выданы после получения «вещественных доказательств» нападения. Бандиты должны снять видео, которое позднее будет выложено в интернет. Планируемая выходка подпадает под статью 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»), и статью 213 УК РФ («Хулиганство»), напоминает «Особая буква». Журналист, на которого Тесак объявил охоту, специализируется на уличных субкультурах, националистах и активно посещает протестные акции. Максим Собеский отметил, что еще до заявления Тесака об «объявлении охоты» он получал угрозы от членов «Реструкта» (так называется банда Марцинкевича). Основным «переговорщиком» был Роман Железнов по кличке «Зухель». «Нам не нравится то, что ты пишешь, завязывай, ты ищешь себе проблем, смотри, нынче скользко. Любая публикация о нашей формации, тем более с упоминанием переписки, может огорчить кого-нибудь», - обратился Железнов через соцсети к Собескому.

МАРТ, 19
Сергей Бровко
Директор артиста Валерия Меладзе ударил фотографа «Источника новостей». Инцидент произошел днем на железнодорожном вокзале, когда певец прибыл в Киров. На перроне Валерия Меладзе встречали работники вокзала и несколько журналистов. К фотографу газеты «Источник новостей» Сергею Бровко подошел концертный директор певца Сергей Луппов и потребовал убрать камеру. Завязалась словесная перепалка, после которой Луппов ударил фотографа ногой в живот. В Кировском линейном отделе России по транспорту началась проверка. У пострадавшего зафиксирован ушиб живота. Дело, скорее всего, будет направлено в мировой суд.

МАРТ, 20
Газета «Местное время»
В Республике Карелия. Верховный суд встал на сторону редакции газеты, но этой ей уже не помогло. Газета «Местное время», издающаяся в Кеми, попала в затяжную судебную историю. В редакцию за помощью обратились жители города, жалуясь на вольности в работе обслуживающих их дома управляющих компаний, и считающие, что Кемская городская администрация подыгрывает частным коммунальным компаниям. Трудности своих отношений с управляющей компанией и местной властью жильцы красочно описали в письме, попросив редакцию опубликовать его. Как можно понять, не особо надеясь на это, потому как муниципальное районное издание, куда они уже обращались, отказалось размещать письмо жителей, честно объяснив причину: муниципальная газета содержится за бюджетный счёт. Редакция газеты «Местное время» приняла статью к публикации. Следом появилось и второе открытое письмо горожан. Газета частная, не связанная никакими обязательствами с городской властью, и потому проявившая самостоятельность. После публикации в газете двух писем представители управляющих компаний обратились в Кемский районный суд с иском к редакции, утверждая, что газета распространила не соответствующие действительности сведения. Истец просил опубликовать опровержение и взыскать с ответчиков 200 тысяч рублей. Эта сумма компенсации морального вреда губительна для городской газеты. В районном суде редакция проиграла, судья поддержала исковые требования коммунальщиков, хотя ряд фраз, ставших предметом судебного спора, и были признаны возможными для публикации. В итоге сумма компенсации снизилась в десять раз, но судебные издержки (32 тысячи рублей) редакция также должна была возместить истцам. Редакция обратилась обжаловала это решение в коллегию по гражданским делам Верховного суда Карелии, который, рассмотрев аргументы сторон, отменил решение Кемского суда, установив, что приведённые в публикациях сведения соответствовали действительности, а саркастический стиль и язык публикаций не могут являться предметом судебного спора. Интересы редакции «Местное время» представляла юрист Союза журналистов Карелии Елена Пальцева, которой удалось доказать в Верховном суде незаконность требований управляющих компаний к районному изданию. В общем, порадоваться можно было бы за газету, победившую в сложнейшей для неё схватке с властью (городская администрация была на стороне истцов). Но, к сожалению, судьба частной газеты «Местное время» оказалась печальной, в этом году издание перестало выходить в свет. Произошло что по финансовым причинам. И суд подкосил, надолго втянув учредителя издания и единственного корреспондента газеты в длительный процесс, но окончательно добило федеральное законодательство, в два раза повысившее страховые взносы для индивидуальных предпринимателей. В результате и без того работавшая на грани финансовой убыточности городская газета не выдержала нагрузки, известив своих читателей о преждевременной кончине альтернативного печатного периодического издания. Зато вполне процветает другое издание, за которым стоят три местных управляющих компании. Коммунальщики, осознав силу печатного слова, не скупятся на содержание газеты «Всё о жизни Кемского района», хотя, понятно, на её страницах писем, наподобие тех, из-за которых судилась редакция «Местное время» с управляющими компаниями, никогда не появится. Такова печальная для жителей города Кемь реальность.

ИСК / прекращение выхода СМИ

МАРТ, 20
Павел Гусев
Депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой угрожал главному редактору газеты «Московский комсомолец» Павлу Гусеву. Об этом сам Гусев сообщил в прямом эфире «Эха Москвы». Он собирается подать заявление в Генпрокуратуру. Гусев уверен, что Луговой не только угрожает ему, но и противодействует профессиональной деятельности журналиста. «Луговой тут недавно на одной из радиостанций ратовал за то, что мне на пути не попался там офицер, который мне набьет морду сразу. Понимаете, когда депутаты в открытом эфире ратуют за то, чтобы кому-то набили морду, то начинаешь понимать..., это, действительно, угроза», - сказал Гусев в передаче «Особое мнение». Гусев отметил, что МК не занимает оборонительную или наступательную позицию. «Мы просто выполняли свой долг журналистский. Мы писали то, что хотим писать, потому что журналист имеет право у нас в стране сегодня по 29-й статье Конституции на свободу слова», - сказал главный редактор. Он подчеркнул, что такие вопросы должны решаться исключительно в суде, «как в любой нормальной цивилизованной стране, демократической».

МАРТ, 21
Портал LipetskMedia
В Липецке владельцы автомобиля, снесшего забор на улице Космонавтов, пытались вырвать из рук журналистов портала LipetskMedia фотоаппараты. Выехав на место ДТП по заданию редактора, репортеры столкнулись с откровенным хамством владельцев автомобиля «ВАЗ-2109», снёсшего забор возле поворота на стоянку Областного центра культуры и народного творчества. Они не просто препятствовали работе корреспондентов, но и пытались отнять фотоаппарат с отснятыми снимками. Несмотря на заверения работников портала, что они действуют в рамках «Закона о СМИ», возбужденные мужчина и женщина не давали проехать автомобилю редакции, требовали объяснений и угрожали. Не став доказывать свою правоту, журналисты вызвали на место сотрудников полиции. Звонок сотрудникам УВД успокоил «обидчиков» и они быстро засобирались покинуть место конфликта, вызвав эвакуатор и подмогу в виде двух машин «Городского такси». Погрузив разбитое авто и не вызывая сотрудников ГИБДД, автохамы и их приятели скрылись с места происшествия. В отделе полиции корреспонденты портала написали объяснение и заявление о воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.

МАРТ, 22
Александра Богатырь
Районные власти в Республике Алтай отказываются восстанавливать в должности главреда местной газеты Александру Богатырь, которая жаловалась на цензуру; прокуроры оспаривают решение властей в суде. В конце прошлого года прокуратура Республики Алтай добилась отмены постановления главы Турочакского района, которым специально созданная редколлегия из чиновников и депутатов должна была одобрять каждую статью и заметку до публикации в районной газете «Истоки». Главред издания А. Богатырь обратилась с жалобой в прокуратуру; в этом году она вновь пожаловалась правоохранителям на несправедливое увольнение (см. монитор за ноябрь 2012 ода, февраль 2013 года). Решением суда женщину восстановили в должности, однако вскоре должность главреда газеты сократили. «В силу требований закона РФ «О средствах массовой информации» редакцией газеты должен руководить главный редактор, а каждый выпуск периодического печатного издания содержит его фамилию и инициалы. Таким образом, при наличии выпуска газеты должность главного редактора является обязательной», - настаивает прокуратура. Для устранения этих нарушений прокурор Турочакского района внес протесты на такое решение, однако они были отклонены администрацией района. «В связи с этим, в Турочакский районный суд направлено заявление о признании решений главы района сокращении должности главного редактора незаконными и об (их) отмене», - резюмирует ведомство.

МАРТ, 22
Сергей Резник
Ростовский журналист и блоггер Сергей Резник привлечён в качестве обвиняемого сразу по трём статьям уголовного кодекса РФ. Три уголовных дела, возбуждённых против Сергея, объединены в одно уголовное дело. Региональное следственное управление СКР уже предъявило журналисту обвинение. Резнику предъявили обвинение по статье 204 УК РЫ («Коммерческий подкуп»), статье 306 УК РФ («Заведомо ложный донос») и статье 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти») - см. монитор за август, ноябрь 2012 года. У Сергея взяли подписку о невыезде и отпустили до суда. «Состряпать материал, и завести любое уголовное дело в наше время могут на любого гражданина России, - так прокомментировал Сергей Резник последние события. - Что касается моих уголовных дел, то все они носят заказной характер, описанные в них составы уголовных деяний имеют более чем опосредованное отношение к действительности, а порой и противоречат здравому смыслу».

МАРТ, 25
Виктор Корб
Областной суд оставил в силе решение Куйбышевского райсуда Омска по делу о «полицаях». Как ранее сообщал ФЗГ, это слово несколько раз использовал в своих эссе и статьях, размещенных на сайте «Омск политический», блогер, журналист, гражданский активист Виктор Корб, чем нанес, как сказано в исковом заявлении руководства омского УМВД, оскорбление всем сотрудникам управления (см. монитор за январь 2013 года). Ответчик – далеко не первый, кто применил этот термин к нынешним стражам порядка: как ни странно, в нашей стране после реформы милиции он стал расхожим понятием, в чем легко убедиться, набрав его в любом поисковике (гугл выдает больше 3,5 миллиона ответов, яндекс – 2 млн.). Особенно часто это слово встречается на форумах, дискуссионных площадках, какой является и «Омск политический». И если их пользователи обычно не поясняют, кого под «полицаями» они имеют в виду, то В. Корб, употребляя это слово, всегда оговаривает, что он под ним подразумевает «не всех сотрудников полиции, а лишь тех, которые действуют не по закону, а по приказам ПЖиВ». Тем не менее, суды пришли к заключению, что в текстах блогера так названы все полицейские Омского региона. Стало быть, все они действуют не по закону? Впрочем, по отношению к В. Корбу УМВД последовательно в своих действиях. Начиная с июля прошлого года, пишет он на «ОП», омская полиция инициировала против него 4 дела. О последнем сообщалось в дайджесте № 604-605 – эссе «Договор vs норма» наряду со статьями Юрия Афанасьева, Владислава Иноземцева и других известных авторов внесено в список материалов, запрещенных к распространению. Хотя и намека на экстремизм в его тексте при ближайшем рассмотрении нет, но опубликован он в «экстремистском месте» - газете «Радикальная политика», куда попал без ведома автора. Как только завершился суд по делу о полицаях, тут же Корб получил письмо – о том, что ему необходимо явиться в отдел полиции для «дачи объяснений и составлении административного протокола за правонарушение, предусмотренное статьей «Производство и распространение экстремистских материалов». По мнению блогера, полицейские намеренно втягивают его в «изнурительное противостояние», из- за которого он не в состоянии заняться научными и творческими проектами (по образованию и призванию Виктор Корб – художник и математик, закончил мехмат Новосибирского госуниверситета и с отличием - школу искусств). Общественная деятельность не приносит ему дохода - не получает он ни рубля ни от Госдепа, ни от Кремля в отличие от правоохранителей – слуг народа, которые бдительно защищают его от журналистов и правозащитников.

МАРТ, 25
Сергей Леонов
Корреспондент «URA.Ru» Сергей Леонов подал в следственный отдел по Центральному району Челябинска заявление с просьбой возбудить уголовное дело по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов») в отношении бизнесмена, экс-депутата Заксобрания области Валерия Алешкина. Поводом послужил звонок бывшего парламентария на мобильный телефон журналиста 18 марта. «Во время очередного звонка Алешкин, высказывая угрозы, упомянул, что у него есть все данные на меня. Этим Алешкин указывает на свою осведомленность. Кроме того, мало кто знает о том, что до 1999 года я жил в Южноуральске и там зарегистрирован. В Южноуральске у меня остались родители и сестра. Уверен, что Алешкин в записанном разговоре угрожает моим родственникам («мы найдем все твои южноуральские корни») физическим насилием. Цель угроз - воспрепятствовать моей законной профессиональной деятельности журналиста, принудив отказаться от законного распространения информации об Алешкине», - говорится в заявлении в СК. Кроме того, Леонов подчеркивает, что информация об Алешкине распространялась на законных основаниях. Практически все поводы основывались на появлении пресс-релизов на официальных сайтах прокуратуры, СК, службы судебных приставов и других ресурсах силовиков. Коммерсант в 2009 году отказывался выплачивать долг в 110 тыс. рублей сотрудникам интернет-издания «ГазетаЧел», входящего в его ООО «Медиаполис». Журналисты выиграли суд, но сумму пришлось взыскивать через судебных приставов, так как сам должник исполнять решение отказывался. Кроме того, через суды с Алешкина постоянно взыскивали долги поставщики энергии и деловые партнеры. В конце 2011 года судебные приставы арестовывали три его дорогие иномарки за многомиллионные долги ЗАО «Уралхимсбыт», совладельцем которого является бывший депутат. В последний раз новости о проблемах Алешкина объявила служба судебных приставов месяц назад. ФССП выставила на торги объекты ЗАО «Уралхимсбыт» из-за долгов на 268 млн рублей перед банками, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и физическим лицом. Зарегистрированные за предприятием счета были арестованы. Алешкин потерял кресло депутата Заксобрания в 2010 году, проиграв очередные выборы. Осенью прошлого года он демонстративно покинул «Единую Россию», хотя партийное руководство заявило, что ему просто предложили сдать партийный билет. Бизнесмен баллотировался на довыборы в городскую Думу, но выборы проиграл.

МАРТ, 25
СМИ Владивостока
Во Владивостоке была объявлена большая пресс-конференция губернатора Приморского края Владимира Миклушевского. Журналистов просили прислать заявки на участие в первой массовой пресс-конференции губернатора, посвящённой итогам первого года его работы. Приём заявок был свободный, журналистам требовалось лишь назвать фамилию, СМИ, которое они представляют и вопрос, с которым хотят обратиться к Миклушевскому. В пятницу 22 марта у многих журналистов начали раздаваться звонки из администрации. Их предупреждали, что они, дескать, «не прошли жеребьёвки». По странной случайности, среди тех 150 журналистов, что будут присутствовать на встрече и смогут задавать свои вопросы лично, не оказалось журналистов газет, настроенных критически. Не оказалось в списках, в частности, и известного журналиста Марины Завадской, и Анастасии Поповой, и журналистов из «Дальневосточных ведомостей»… Может, не все издания были «равны» перед теми, кто проводил жеребьёвку? Позднее в интернете появились комментарии по поводу «Большой Встречи» и жеребьёвки. «Сложилось впечатление, что списки на встречу уже готовы, а аппарат Миклушевского просто «травит байки» про то, что специалисты call-центра свяжутся лично». «К сожалению, не все желающие смогут принять участие в «Большой встрече с Губернатором». Помещение, где будет проходить мероприятие, рассчитано лишь на 700 человек», - пояснил директор департамента информационной политики Приморского края Сергей Нехаев. В департаменте сообщили что 150 представителям федеральных и местных изданий заранее (а зачем тогда звонить?) были разосланы памятки-программы с информацией о месте выдачи регистрационных карт, организованной доставке автобусом на остров Русский и проведении мероприятия. В памятке содержится и просьба «по окончании мероприятия организованно проследовать в гардероб».

МАРТ, 26
Газета «Южный Урал»
В Оренбурге сотрудники областной газеты «Южный Урал» не вышли на работу. Они уже несколько месяцев не получают заработную плату. После сдачи номера 20 сотрудников областной газеты «Южный Урал» пришли к редактору с уведомлением о невыходе на работу до погашения задолженности по зарплате. Все они не получают заработную плату по несколько месяцев. Задолженность перед некоторыми достигает более 70 тысяч рублей. Финансовые проблемы начались в редакции со второго полугодия 2012 года. Терпение людей просто достигло предела. Это не стачка или забастовка, это не публичное выступление или спланированная акция. Это просто порыв каждого в борьбе с унижением и несправедливостью. Получать жалкие крохи, не соответствующие реальным затратам, смотреть в глаза своим детям, которых просто нечем кормить, ходить на работу пешком, потому что нет денег на автобус - это лишь верхушка переживаний. Высказываются предположения, что газета находится на грани банкротства. Ведь должно ЗАО не только сотрудникам, но и налоговой, в пенсионный фонд. И не одну тысячу рублей. Искать виноватых в этой ситуации нет смысла.

МАРТ, 26
Телеканал 100ТВ
В Санкт-Петербурге представители застройщика Фарфоровского кладбища, компании «Конрад», пытались помешать журналистам телеканала 100ТВ вести съемку с заседания суда. В Куйбышевском районном суде состоялось очередное заседание по иску жителя Петербурга Александра Гутана против застройки Фарфоровского кладбища. А. Гутан обратился в суд с требованием остановить строительство на бывшем кладбище, т.к. это оскорбляет память его предков. Там были похоронены его прадед, племянник прадеда и брат прадеда. Гутан предоставил документы, доказывающие этот факт. Заседание началось с того, что один из представителей застройщика потребовал прекратить видеосъемку на том основании, что это с ними предварительно не обсудили. По мнению ответчика, именно из-за этого в СМИ может появиться непроверенная информация. Однако судья не прислушалась к доводам ответчика и разрешила журналистам 100ТВ продолжить съемку.

МАРТ, 26
Александр Сотник
В Москве к журналисту интернет-телеканала «Политвестник-ТВ» Александру Сотнику нагрянули с обыском. При этом неизвестный мужчина был в штатском, а полиция никаких обысков в квартире журналиста не планировала. Сотник полагает, что это связано с роликом про «кремлевского провокатора» Феликса. Как рассказал Сотник, все началось рано утром. «В половине седьмого ко мне в квартиру стал ломиться человек в штатском. Дверь я не открыл, так как нахожусь в этом помещении законно, и гостей не ждал. Через 30 минут он ушел. Потом приехал оператор «Политвестника» Дмитрий Мелехин. Мы вышли покурить на лестничную площадку. Напротив моего дома находится опорный пункт полиции. Видимо, они увидели нас, пришли снова и стали ломиться очень убедительно. Мы все равно не открыли», - передает «МК» его слова. Также журналист сообщил, что видел в глазок, как желающий обыскать его квартиру опрашивал соседей. По словам Сотника, приехавшая к нему адвокат Татьяна Прилипко позвонила в местное ОВД, где ей сказали, что никого на обыски не присылали. Дежурный полицейский по городу рассказал адвокату, что ничего не знает о возможных обысках. «Добавлю, что у нашего дома стоял внедорожник с номером 16-го региона - это Татарстан. Это происшествие может быть связано с роликом о Феликсе», - заключил Сотник. - В настоящее время квартиру никто не осаждает, но мы наготове». Напомним, недавно в Интернете появился видеоролик, в котором мужчина, называющий себя Феликсом, утверждает, что беспорядки на Болотной площади 6 мая были подготовлены при помощи приближенных экс-главы МВД Рашида Нургалиева. В пресс-центре МВД видео назвали постановочным.

МАРТ, 27
Кабардино-Балкарское радио
В ФЗГ поступил пресс – релиз Кабардино-Балкарского правозащитного Центра, в котором говорится: «В начале марта корреспондент Кабардино-Балкарского радио Муртаз Пачев записал передачу с участием председателя Кабардино-Балкарского правозащитного Центра Валерия Хатажукова, посвященную деятельности Кабардино-Балкарской комиссий по адаптации к мирной жизни участников подполья, пожелавших отдаться в руки правосудия. В этой передаче анализируется деятельность комиссии за прошедший год. В частности, делается попытка объяснения того факта, почему за все время существования комиссии туда не обратился ни один участник подполья, находящийся в международном, всероссийском или оперативном розыске, проводятся аналогии с деятельностью подобных комиссий в Дагестане и Ингушетии. По решению главного редактора вещания на русском языке Маряны Теуважуковой передача не вышла в эфир. И это несмотря на то, что сначала никаких претензий к ее содержанию не было, и она была подписана к эфиру с соблюдением всех положенных в таких случаях процедур. При этом автора Муртаза Пачева не посчитали нужным предупредить о том, что его передача снимается с эфира.

МАРТ, 27
Александр Беляев
В производстве Дубнинского гродского суда (Московская область) находится дело по иску о взыскании морального ущерба, предъявленному фондом историко-краеведческих исследований «Наследие» к журналисту газеты «Площадь Мира» Александру Беляеву. Поводом для иска послужила публикация в этом издании в ноябре 2012 года статьи Беляева «Дело не в академиках», в которой, по мнению истца, содержатся порочащие его сведения. В качестве компенсации морального вреда истец просит суд взыскать с ответчика 1 000 рублей.

МАРТ, 27
«Новая газета»
Басманный суд Москвы удовлетворил требования управделами президента РФ о защите деловой репутации в связи с публикацией в «Новой газете» и обязал издание опубликовать опровержение. В управлении делами удовлетворены таким решением суда, сообщил пресс-секретарь управделами Виктор Хреков. Он напомнил, что в 2012 году «Новая газета» опубликовала статью Бориса Вишневского «Сколько стоит российский суд?» с не соответствующими действительности сведениями о роли управделами в организации переезда в Санкт-Петербург Верховного и Высшего арбитражного судов и о многомиллиардных прибылях, которые якобы должен принести управделами этот проект. «Решением Басманного районного суда по данному делу исковые требования управления делами президента по защите деловой репутации… были удовлетворены в полном объеме», - сообщил Хреков. Он подчеркнул, что «Новая газета» и Борис Вишневский обязаны в течение 10 дней после вступления решения в силу дать опровержение на определенных судебным решением условиях. «Мы удовлетворены решением суда», - сказал Хреков. «И впредь намерены отстаивать деловую репутацию цивилизованным путем в рамках действующего законодательства», - добавил он.

МАРТ, 27
Портал независимой газеты «Жуковские вести»
На выборах мэра Жуковского (Московская область) «вовсю задействован административный ресурс», - заявил лидер «Гражданской платформы» Михаил Прохоров на встрече с избирателями. В частности, портал независимой газеты «Жуковские вести» подвергся DDoS-атакам. На выборах в Жуковском будут работать около 500 независимых наблюдателей, все 50 комиссий будут оборудованы КОИБами.

МАРТ, 28
СМИ Челябинской области
В правительстве Челябинской области 28 марта состоялось совещание главных редакторов городских и районных газет региона. Редакторам на нем сообщили, что в 2013 году рассчитывать на субсидии из областного бюджета не стоит. На протяжении многих десятилетий городским и районным газетам предоставлялись безвозмездные субсидии на возмещение части затрат в связи с производством и распространением печатных СМИ. С благородной целью «обеспечения прав граждан на получение своевременной, полной и объективной информации, а также содействия развитию средств массовой информации на территории Челябинской области». Из бюджета в 2012 году было выделено около 35 миллионов рублей на 39 коллективов СМИ. Неопределенность с распределением субсидий началась в 2011 году (в 2010 году порядок их предоставления успели утвердить при бывшем еще губернаторе Петре Сумине – и никаких проблем не было). Из списка дотируемых изданий попытались вычеркнуть несколько изданий, в том числе «Кыштымский рабочий», «Усть-Катавскую неделю», «Копейский рабочий», «Озерский вестник». На защиту местной прессы встали тогда главы некоторых муниципальных изданий и начальник бывшего управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области Дмитрий Федечкин. Путем долгих переговоров субсидии удалось отстоять, но получили издания их с большим опозданием. В 2012 году на совещаниях вновь заговорили о том, что порядок предоставления финансовой поддержки редакциям надо менять принципиально. Объявили о конкурсах в виде грантов на социально-значимые проекты, как это делает на протяжении многих лет Федеральное агентство по делам печати. Потом пришла другая идея, обеспечивать редакции бумагой, то есть экономить их деньги на издержках. Однако и эта идея не была реализована, бумагу никто так и не получил. И вот недавно исполняющий обязанности председателя правительства Сергей Комяков подписал новый порядок предоставления в 2013-2015 годах субсидий СМИ. Поддержкой областного бюджета теперь может воспользоваться только та организация, которая «осуществляет распространение СМИ на территории не менее чем 25 муниципальных образований Челябинской области, общая численность населения в которых составляет не менее 70 процентов от общей численности населения Челябинской области; осуществляет выпуск СМИ с разовым тиражом, обеспечивающим еженедельный охват аудитории не менее 4 процентов населения Челябинской области». Очевидно, что ни одна из местных газет, выходящая в пределах одного муниципалитета, не попадает под действие нового порядка. Зато в него хорошо вписываются издания, выпускаемые губернаторским медиа-холдингом «Гранада пресс»: «Южноуральская панорама», «Парламентская неделя» и «Губерния». Невооруженным глазом видно, что документ писался целенаправленно под «Гранаду пресс». Таким образом, деньги в сумме 35 млн рублей прямым назначением уходят в коммерческую структуру. Если данным документом еще не заинтересовались компетентные органы, то только в силу его недавнего происхождения, он подписан 20 марта 2013 года. Разумеется, редакторы городских и районных газет возмутились новым способом распределения финансовой поддержки, без которой многие редакции не в состоянии свести концы с концами. Беспокоит их и тот факт, что их вынуждают заниматься печатью и доставкой еженедельной вкладки «Губерния» - областной общественно-политической газеты, пропагандирующей губернатора Юревича и его команды, за их счет. Идея этой вкладки возникла достаточно давно, но в прежние годы ее учредителем был одноименный издательский дом, в свою очередь учрежденный правительством Челябинской области. Прежнее руководство региона не имело тяги к «халяве» и добросовестно возмещало местной прессе все затраты, связанные с печатью и распространением «Губернии». Иначе ведут себя ее нынешние издатели: директор АНО «Объединенная редакция «Губерния» Ольга Юрова, директор ИД «Гранада пресс» Сергей Филичкин и их попечители из правительства Челябинской области. Они заявляют, что «вкладка «Губерния» является неотъемлемой частью ваших изданий», подразумевая под громкой фразой, что и расходы на нее должны лечь на плечи изданий. При этом 21 мая 2012 года «неотъемлемая часть» втайне от редакторов городских и районных газет прошла перерегистрацию. Ее учредителем стало общество с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Соседи». Таким образом, нищая местная пресса, к тому же лишенная субсидии из областного бюджета, должна выступать спонсором по отношению к коммерческому проекту некоего рекламного агентства! Вряд ли еще где-нибудь в России додумались до подобной схемы увода бюджетных денег. «Складывается такое ощущение, что районные и городские газеты старательно подталкивают к краю пропасти, - делились с журналистами «Вестей Урала» участники совещания. – Есть еще куш, который до сих пор недосягаем для издательского дома «Гранада пресс»: печать муниципальных документов, обязательных к опубликованию, и рекламные рынки тех муниципальных образований, на которых более или менее высокий уровень жизни. Деньги областного бюджета уже перенаправлены в частное русло, теперь осталось расправиться с нами и пустить туда же финансовые ручейки из городов и районов. Никого не интересует то, что газета в небольшом поселении – последняя и единственная инстанция, куда человек может прийти со своей бедой, где постараются ему помочь. Какое значение имеют люди, когда речь идет о миллионах рублей?».

МАРТ, 28
Абдулла Экаев
Днем в Твери возле своего дома был избит известный юрист, журналист, главный редактор газеты «Тверской репортёр» Абдулла Экаев. Нападение совершил неизвестный мужчина с битой, когда адвокат подошёл к своему подъезду. Получив несколько сильных ударов по телу и голове, Абдулла Юнусович всё же смог подняться к себе в квартиру и вызвать скорую помощь. Пострадавший был весь в крови. Предварительный диагноз - травма головы, его отвезли в травмпункт 1-й горбольницы. Нападение Абдулла Экаев связывает со своей профессиональной деятельностью, в частности, с публикацией материалов о деятельности председателя Тверского областного суда Александра Карташова. По словам Экаева, ему неоднократно угрожали физической расправой. А. Экаев намерен добиваться возбуждения уголовного дела по статье «Покушение на убийство», однако, как сообщил корреспондент Каспарова.Ru, полицейские заявили, что, скорее всего, в возбуждении уголовного дела будет отказано, так как, по их мнению, Экаев пострадал несильно. Абдулла Экаев широко известен в Тверском регионе как юрист, правозащитник и журналист. Он долгое время работал в отделе по борьбе с экономическими преступлениями, потом в отделе собственной безопасности УВД по Тверской области, был полковником налоговой полиции, занимался адвокатской практикой. Последнее время Экаев выпускал газету «Тверской репортер» где выдвигал версию о коррупции в судейском корпусе Тверской области. По мнению тверских правозащитников, это и стало основной причиной сначала судебного преследования Экаева, а потом помещения его в МАРТ, 28
Съемочная группа программы «Вести. Дежурная часть»
В Кемеровской области во время исполнения своих профессиональных обязанностей была задержана съемочная группа программы «Вести. Дежурная часть». Инцидент произошел, когда журналисты ВГТРК снимали сюжет для итоговой программы. Тему о незаконной добыче угля в этом регионе предложили телезрители, которые прислали письмо в редакцию. За официальными комментариями коллеги пришли в администрацию города Киселевска. Журналисты зашли в здание, представились и предъявили удостоверения сотрудников программы «Вести. Дежурная часть». Войдя в кабинет главы Киселевска. Сергея Лаврентьева, они хотели задать несколько вопросов, но глава города быстро покинул кабинет и попытался затеряться в коридорах администрации. Вскоре Лаврентьев вернулся, но общаться с журналистами не пожелал. Журналисты пошли к выходу из здания администрации города, но в фойе их встретил наряд полиции. Съемочную группу задержали и доставили в ОМВД Киселевска. В полиции съемочная группа провела больше трех часов, хотя ничего противозаконного журналисты не делали. Фактически случившееся можно расценить, как попытку оказать давление на журналистов при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. В официальном письме от ГУ МВД России по Кемеровской области по поводу ситуации с задержанием журналистов написано: «Группа граждан в составе трех человек, нарушив порядок пропуска, проникли в здание администрации. (...) Полицейские доставили журналистов в отдел МВД России по г. Киселевску для выяснения причин правонарушения. После разбирательства на Темникову М.В., как старшую съемочной группы, был составлен протокол по статье 20.17 КОАП. (…) Физическая сила в отношении сотрудников телеканала не применялась». «Мы настаиваем на том, чтобы центральный аппарат МВД России провел независимую и тщательную проверку ситуации, связанной с необоснованным задержанием съемочной группы программы «Вести. Дежурная часть» и незаконным удержанием журналистов в отделе полиции в течение трех часов. Также мы готовы предоставить все материалы, необходимые для разбирательства», - заявляют журналисты.

МАРТ, 28, 29
Телекомпания «Тивиком»
В Улан-Удэ сотрудники мэрии попытались взять под контроль телекомпанию «Тивиком». Вечером к зданию телекомпании «Тивиком» прибыли сотрудники комитета по управлению имуществом города Улан-Удэ, которые вместе с сотрудниками ЧОП «Тигр» попытались попасть внутрь. Однако журналисты забаррикадировали двери. «Мы приехали для осуществления контроля за помещением, собственниками которого в принципе и являемся», - сообщила представитель мэрии. Однако сотрудников комитета внутрь не впустили. Они остались ждать генерального директора компании Антона Пластинина. Заложниками ситуации оказались несколько сотрудников телекомпании. Они получили распоряжение генерального директора никого не впускать до его приезда. Попасть в здание не удалось даже главному редактору Александру Левашову. По словам г-на Пластинина, он был сильно удивлен столь поздним визитом представителей КУИ, рабочий день которых уже давно закончился. «Я не знаю, что там происходит. Сейчас я выезжаю в телекомпанию и не исключаю, что это может быть рейдерским захватом», - сообщил он. К зданию телекомпании также подъехали сотрудники полиции, но журналисты не впускают внутрь даже их. Буквально через полчаса после приезда сотрудников КУИ на выручку своих подчиненных прибыл генеральный директор телекомпании Антон Пластинин и адвокат Анна Сысоева. Внятно объяснить, почему сотрудники КУИ приехали на телекомпанию в столь поздний час, да еще вместе с работниками частной охраны, сотрудница мэрии так и не смогла. Антон Пластинин уверен, что присутствие ЧОПа ни что иное как рейдерский захват. «Мы являемся собственниками помещения и имеем право в любое время суток осуществлять контроль за ним и за имуществом, которое находится в собственности муниципалитета, - твердила представитель КУИ. – Вы признаете, что мы являемся собственниками помещения и части оборудования, находящегося в нем?», - спрашивала она. «Да, вы собственники того имущества, которое передано в аренду, - подтвердил Антон Пластинин. – Но договор доверительного управления заканчивается 30 марта. «А вы считаете это нормальным, в полдевятого вечера производить какие-то контрольные проверочные мероприятия? – задала ответный вопрос адвокат. – Вы вчера и позавчера осуществляли контрольные мероприятия. Вы приходили с актами инвентаризации, осмотрели все имущество. Убедились, что с имуществом ничего не случилось. Какие контрольные мероприятия могли возникнуть на следующий день в восемь часов вечера? Такие действия не производятся в вечернее и ночное время». Оппоненты договорились встретиться 29 марта уже за столом переговоров. В 22.40, когда журналисты готовили очередной выпуск экстренных новостей, телеканал был отключен от эфира. Кто отдал такое распоряжение, сотрудники телекомпании пока не знают. На следующий день администрация Улан-Удэ дала разъяснения по поводу сообщений СМИ о захвате телекомпании «Тивиком». «На самом деле мы, как собственники, в рамках своих полномочий проводили контрольные мероприятия. У нас была информация о том, что из нашего помещения, отданного в аренду «Тивикому», в вечернее и ночное время вывозится оборудование и другое имущество, – рассказала и. о. председателя комитета по управлению имуществом и землепользованию Улан-Удэ Елена Григер. – Мы как собственники имеем право свободного доступа, и то, что не пустили наших сотрудников, мы расцениваем как нарушение договора». «Претензий к творческому коллективу телекомпании у нас нет, «Тивиком» как работал, так и будет работать, – сказала она. – Мы же просто хотим провести проверку на предмет использования муниципального имущества, так как отчет о МАРТ, 29
Газета «Московский комсомолец»
Колонна верующих провела шествие в Москве у стен здания газеты «Московский комсомолец». Верующие высказывали недовольство лояльным отношением газеты к разврату. Также они требовали увольнения главного редактора из-за его антирелигиозных статей. О том, как проходило шествие, рассказала одна из участниц мероприятия. «Подошли ко входу и начали читать молитвы. Вышли охранники с возмущенными возгласами. Сначала участники окропили стены и вход в редакцию святой водой, затем попытались войти, чтобы позвать главного редактора «МК» Павла Гусева, и мирно поговорить с ним. Но, стало очевидно, что не пустят», - сообщила она. По мнению присутствующих, охранники вели себя довольно агрессивно и толкали людей. На просьбы впустить верующих или хотя бы пригласить кого-то из редакции, требовали убираться вон «а то полицию вызовем!». Шествие окончилось тем, что не попав в редакцию и не увидев Гусева, участники развернулись и ушли. На вопрос: «Удалось ли изгнать бесов из редакции?» участники шествия ответа не дают.

МАРТ, 29
Ирина Пастухова
Глава Еловского района (Пермский край) Павел Сальников дал приказ уволить журналистику Ирину Пастухову, исполнявшую обязанности главного редактор газеты «Искра Прикамья». Причиной такого решения стала статья о приобретении для нужд руководителя нового служебного автомобиля представительского класса за 1,3 млн рублей. На следующий день после выхода материала Сальников распорядился об увольнении редактора. Однако сама женщина уверена, что это попытка цензуры.«На всех уровнях всегда говорят, что бюджет глубоко дотационный. У нас не хватает денег на то, не хватает денег на сё, отремонтировать водопровод, ветхие дома. А миллион триста, если рассматривать в бюджете района - это значительная сумма. Например, за миллион четыреста купили мусоровоз, чтобы убирать, вывозить мусор со всей территории райцентра», - сообщает «Эхо Москвы в Перми» с отсылкой на

МАРТ, 29
Наталья Филонова
Редактор газеты «Всему наперекор» Наталья Филонова задержана участковыми поселка Новопавловка (Забайкальский край) и доставлена в местное отделение полиции. Основанием для принудительного привода послужила, якобы, необходимость ознакомить женщину с обвинительным актом и материалами очередного дела, фигурантом которого она является, сообщила задержанная корреспонденту «Забмедиа.Ру». «Меня схватили после того, как я вышла из дома депутата Законодательного собрания Забайкальского края Барановой. Никакой повестки я не получала, законным образом меня не оповещали. Полицейские силой затолкали в машину, один из них сел на меня. Я начала задыхаться. После доставили в опорный пункт», - сказала Наталья Филонова.

МАРТ, 29
Дмитрий Ренанский
В Санкт-Петербурге зверски избит музыкальный и театральный критик Дмитрий Ренанский. Об этом сообщила на своей странице в Facebook музыкант и журналист Ольга Комок: «Дима Ренанский полтора часа написал вот что у себя: «Не очень пока понимаю, что именно произошло, но опишу все здесь, чтобы ничего потом не забыть. Подходил к дому, у подъезда ждали двое. Разговаривал по телефону, не обратил на них особого внимания. Замешкался с ключами. Назвали по имени, напали сбоку. Повалили на землю. Ногами по голове и лицу. Кажется, кто-то из прохожих услышал крик - эти двое разбежались. Судя по тому, что бывший у меня в руках и упавший на землю айпад им не понадобился, хотели не ограбить. Сейчас все в порядке, я дома, только довольно стремно - все в крови». По словам Ольги Комок, в момент нападения Дмитрий как раз с ней и разговаривал по телефону, передает «Piter.TV». Дмитрий Ренанский – один из самых авторитетных критиков Петербурга, человек хорошо известный в российской культурной журналистике, он очень талантливый, честный парень. Сотрудничает со многими известными изданиями, в том числе OpenSpace.ru и ИД «Коммерсантъ», 100 ТВ и другими.

МАРТ, 31
Газета «Гражданский голос»
В Жуковском (Московская область) проходят досрочные выборы главы городского округа. На УИК № 652 корреспондента газеты «Гражданский голос» отказались регистрировать, мотивируя это «неправильно оформленным редакционным заданием». По мнению членов комиссии, в редакционном задании должно быть прямо указано, что корреспондент направляется на УИК № 652. Такое мнение прямо противоречит нормам федерального законодательства, а редакционное задание не является обязательным документом для предъявления в комиссии.

МАРТ, 31
Сайт «Демагогия.Ру»
Известный актер выиграл иск к сайту «Демагогия.Ру», отсудив 10 тыс. рублей за незаконное использование изображения. Николай Бурляев подал иск после того, как сайт «Демагогия.Ру» разместил на своих страницах в разделе «Герои» биографию актера с его фотографией. Истец ссылался на нарушение ст. 152.1. ГК РФ «Право гражданина на его изображение» и указывал, что его фотография размещена на сайте незаконно, без его согласия. Он также заявлял, что использование его фотографии на сайте «Демагогия. Ру» является оскорбительным, так как он – не демагог и не занимается демагогией. Николай Бурляев требовал от ответчика, владельца сайта Николая Винника, компенсации морального вреда в размере 500 тыс. рублей и удаления изображения. В ходе судебного разбирательства ответчик доказывал, что использование изображение истца осуществлялось в общественных интересах. Это подтверждает и направленность сайта «Демагогия.Ру», и сама публичная персона истца – известного актера театра. В этом случае, согласно ст. 152.1 ГК РФ, не требуется согласие гражданина на распространение его изображения. Ответчик также обратил внимание на то, что, согласно исковому заявлению, Николая Бурляева обидело не использование его изображения, а размещение фотографии на сайте под названием «Демагогия». Однако ст. 152.1 ГК РФ не регулирует случаи, связанные с диффамацией. Кроме того, в интернете размещены тысячи фото актера на разных ресурсах. Однако к владельцам других сайтов иски актером не подавались. Это опять-таки свидетельствует о том, что претензии к «Демагогии. Ру» предъявлены вовсе не из-за нарушения права Николая Бурляева на изображение. Однако Симоновский суд Москвы частично удовлетворил требования актера: ответчик должен выплатить Николаю Бурляеву компенсацию морального вреда в размере 10 тыс. рублей. Представитель сайта «Демагогия. Ру» намерен обжаловать судебное решение. Интересы ответчика представляла юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

МАРТ, 31
Алексей Хотяновский
Еще задолго до дня голосования на выборах народных депутатов сельского совета в послеке Мичуринский Брянской области было понятно, что битва там развернется нешуточная. В местный сельсовет решило избираться небывалое количество кандидатов от самых разных политических сил. Очевидцы сообщали о нарушениях. Они говорят, что наблюдателей удаляют под надуманными предлогами. С участка был изгнан даже приезжавший снимать сюжет вместе со съемочной группой известный брянский тележурналист Алексей Хотяновский. По словам Алексея, к нему придрались из-за отсутствия паспорта. Можно предположить, что действия председателя комиссии, удалившего журналиста РЕН ТВ Брянск, были не случайны. Алексей Хотяновский регулярно освещал ход предвыборной компании в Мичуринском. И вряд ли областные власти были довольны этими сюжетами.

МАРТ, 31
Владими Горбань
Сотрудник газеты «Свободная речь» Владимир Горбань был задержан на выборах мэра города Жуковский (Московская область). Об этом сообщила адвокат одного из претендентов на пост главы мэра города Игоря Новикова. «Задержан сотрудник газеты «Свободная речь», у него на руках удостоверение и редакционное задание. Здесь также член комиссии с ПСГ. При этом им не объяснили причин задержания», - передает «Интерфакс» ее слова. Сам Новиков сообщил о массовом удалении наблюдателей с избирательных участков. По его данным, удалено уже 102 человека. Большая часть задержанных, включая представителя СМИ, находятся в ОВД Жуковского. Туда же отвезли задержанных ранее провокаторов, раздающих по 500 рублей за голоса.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни