Результаты мониторинга
11 Февраля 2013 года

Результаты мониторинга ФЗГ – январь 2013

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 8 (Григорий Ревзин, корреспондент «Коммерсанта», Москва; Ахмеднаби Ахмеднабиев, заместитель главного редактора еженедельника «Новое дело», корреспондент «Кавказского узла», Республика Дагестан; Юрий Сейидов, журналист газеты «Горняцкая правда», Челябинская область; Антон Сучков, журналист «Советского спорта», Москва; Игорь Яшин, старший редактор ТВ «Новости», Москва; Александр Рылов, директор 1-го городского телеканала, Киров; Михаил Сазонов, корреспондент «Ридуса», Москва; Тимофей Бутенко, корреспондент газеты «Наша Версия», Саратов).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 6 (Пятый канал, Санкт-Петербург; администрации муниципального образования городского округа «Ухта», Республика Коми; Первый канал, Москва; «Живой Журнал»; Интернет в Костромской области; СМИ Челябинской области).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 2 (Ольга Романова, журналистка «Новой газеты», Москва; Владислав Малышев, издатель газеты «Резонанс», Саратов)

Увольнение редактора, журналиста – 3 (Эдика Лялина, корреспондент телестудии «Петровка-38», Москва; Егор Кривенко, главный редактор газеты «Озерский вестник», Челябинская область; Антон Красовский, журналист телеканала Kontr TV, Москва).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 3 (Андрей Сухотин, корреспондент отдела расследований «Новой газеты», Москва; Михаил Сазонов, корреспондент «Ридуса», Москва; Александр Комельков, газета «Арсеньевские вести», в Санкт-Петербурге.).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 12

на сумму 2 815 001 рубль.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 4

удовлетворено – 3

взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

99 036 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 20

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 2 (Виталий Лобода, блоггер, Челябинск; Станислав Микрюков, журналист портала «НовоТОМСК», Томск).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 2 (телепрограмма «День», Республика Коми, 2 раза).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (телеканал «Совершенно секретно», Москва).

Прекращение выхода СМИ – ().

Изъятие (скупка, арест) тиража – 2 (журнал «Дош», в Ингушетии; газета «Приамурские Ведомости», Хабаровск).

Препятствование выходу СМИ – ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – ().

Вмешательство в деятельность редакции – ().

Выход изданий-двойников – ().

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (фотокамера корреспондента «Комсомольской правды» Анатолия Жданова, Москва)

Отказ в регистрации СМИ – ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) – ().

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 28

ЯНВАРЬ, 6
Газета «Урал»
В ФЗГ обратилась заместитель главного редактора районной газеты «Урал» (Оренбургская область) Людмила Кряжева. Она сообщила о проблеме, стоящей перед коллективом редакции: «Наша проблема состоит в том, что с 1 августа 2012 года руководить газетой назначили человека, который не является журналистом и никогда им не работал прежде. Это сделано вопреки закону о печати, которым предусматривается наличие стажа работы по профессии не менее 5 лет. К тому же в августе 2001 года этот нынешний главный редактор (Ольга Абсалямова) была фигурантом уголовного дела по взяточничеству в одном из учебных заведений Илекского филиала Оренбургского педагогического колледжа. Дело было доведено до суда, но Абсалямова под суд не попала. Почему – мы полагаем, что об этом должна знать прокуратура Оренбургской области. Ещё до назначения этой персоны редактором, мы, журналисты, обращались во многие инстанции с письмами. Писали как от имени всего коллектива предприятия (журналистов и полиграфистов), так и только от журналистов. Надеялись на то, что работают законы и победят законность и здравый смысл. Увы! Победил абсурд. Журналистам устроили несколько выволочек (от областного министерства, руководства ГУП «РИА «Оренбуржье»), губернатор области и вовсе отставил без ответа как наше коллективное письмо, так и телеграмму. В газету пришёл самодур, непрофессионал, подхалим, пресмыкающийся перед теми, кто открыл ему дорогу к большой зарплате редактора. А, поскольку персона эта ещё и мстительна, она усиленно выживает из коллектива в первую очередь всех нас, профессиональных журналистов, которые не намерены лизать пятки ни ей, ни её благотворителям. За полгода ликвидировала электронный сайт газеты, созданный усилиями прежнего редактора, успешно работавший много лет. Практически сорвала подписку, Парализовала творческую работу, так как, не уволив ещё нас, набрала случайных людей, которые позорят уважаемую районную газету непрофессионализмом, публикацией непроверенных данных, переписыванием под своими именами областных вестей и чужой информации. Как нам быть и что нам делать, если нас не слышат те, кто обязан делать это по должности? Если все наши письма и обращения не имеют никакого отклика? Наше обращение осталось без ответа и от Оренбургского областного отделения СЖР... Не отреагировал журнал «Журналист». Словом, сами журналисты нас тоже игнорируют. Так что же нам ждать от других? В настоящее время мы ждём ответа из областной прокуратуры, куда обратились с вопросами о том, почему в Оренбургской области допускается вопиющее нарушение российского законодательства.

ЯНВАРЬ, 8
Ольга Романова
В Москве в отношении журналистки «Новой газеты», основателя движения «Русь сидящая» Ольги Романовой возбуждено уголовное дело по статье 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»). Об этом она сама сообщила в Facebook. По ее словам, о деле она узнала от своего участкового. «От объяснений я отказалась, ибо хочу суда – большого, публичного, с целью троллинга», – пишет Романова. Как пояснила журналистка, в августе прошлого года она опубликовала в Facebook фотографию курящей сотрудницы полиции с комментарием: «Вот эту ментовскую б…дь я довела до белого каления. Она непрерывно курила, а я ходила за ней и следила, чтобы она окурки в урну кидала». Фотография была снята 17 августа возле Хамовнического суда, где в этот момент зачитывался приговор участницам Pussy Riot. Сотрудница полиции вышла покурить из автозака, куда был помещен задержанный лидер ОГФ Гарри Каспаров. Это возмутило Романову. «Это я могу курить, где хочу – ведь я не представитель власти во время исполнения обязанностей, я не должна выполнять должностные инструкции и закон о полиции. А она должна, – пишет журналистка. – Я ей тогда ничего не сказала, о чем жалею – хотя она две или три сигареты выкурила в лицо трудящимся. И вот мне за мою доброту – уголовочка».

ЯНВАРЬ, 9
СМИ Балаково
По сообщению газеты «Суть» (Балаково, Саратовская область), заместитель главы администрации Балаково по ЖКХ Андрей Данилов грозил «персонально разобраться» с журналистами за их публикации.

ЯНВАРЬ, 9
Николай Кузнецов
Виктор Епифанов
Газета «Известия Калининграда»
Газета «Петрозаводск»
Газета «Берега»
Светлана Алипова
Фонд защиты гласности получил из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) письмо с благодарностью «за оказанное содействие и тесное сотрудничество в сфере отстаивания прав и законных интересов редакций СМИ и журналистов». Приводим полный текст письма. «Используя информацию, полученную из Фонда защиты гласности, Роскомнадзор обратился в прокуратуру города Серпухова по факту причинения телесных повреждений журналисту газеты «Ока инфо» Н. Кузнецову (см. монитор за май 2012 года). По результатам проверки Серпуховская городская прокуратура вынесла представление руководству МУ МВД России «Серпуховское» за несвоевременное возбуждение уголовного дела. После обращения Службы прокуратура города Петрозаводска направила в адрес главы Петрозаводского округа, который не разрешил журналистам газеты «Петрозаводск» присутствовать на открытом городском совещании по вопросу реформирования детско-юношеских спортивных школ города, письмо с требованием неукоснительного исполнения законодательства РФ о средствах массовой информации и прав журналистов (см. монитор за февраль 2012 года). По результатам проверки на обращение Роскомнадзора о нарушении прав журналистов при остановке выпуска газеты «Берега» учредителем СМИ администрацией Тутаевского муниципального района межрайонным прокурором города Тутаева Ярославской области главе Тутаевского муниципального района объявлено предостережение о недопустимости нарушений требований законодательства о средствах массовой информации. По факту незаконного задержания журналиста газеты «Мой город – Кострома» Виктора Епифанова и в связи с обращением Роскомнадзора прокуратурой города Кострома было проведена проверка, по результатам которой дежурный майор полиции Пучков А. В. Привлечен к дисциплинарной ответственности. По обращению Роскомнадзора прокуратурой Калининградской области рассматривался вопрос о законности действий сотрудников по борьбе с экстремизмом Калиниградского управления МВД России, которыми был изъят тираж газеты «Известия Калининграда» (см. монитор за июль, август 2011 года). Действия сотрудников были признаны незаконными. Прокуратурой в адрес руководителя УМВД России по Калининградской области внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства. Белокалитвинским городским прокурором Ростовской области в адрес администрации Белокалитвинского района принесен протест в связи с допущенными нарушениями при принятии распоряжения об увольнении главного редактора газеты «Перекресток» Алиповой С. А. (см. монитор за июль 2011 года). Протест рассмотрен и удовлетворен. С. А. Алипова восстановлена на прежней должности. Надеемся на дальнейшее сотрудничество и плодотворную работу по защите прав и законных интересов СМИ Ии журналистов. С уважением, М. Ю. Ксензов, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)».

ЯНВАРЬ, 9
Ростислав Антонов
Новосибирский журналист и правый политик, автор книги «Приморские партизаны» Ростислав Антонов вызван на допрос в Следственный комитет. Как сообщается на сайте следственного управления ведомства по Новосибирской области, Антонова хотят допросить по делу об оскорблении представителя власти – преступлении, предусмотренном статьей 319 УК. При этом обвиняемым журналист не является. «Уголовное дело возбуждено по факту, а не в отношении лица», – информирует следственное управление. Дело было заведено в начале сентября 2012 года. Поводом для его возбуждения стали публикации, появившиеся в августе 2011-го в газете «Толмачевская правда», выходящей в Новосибирском районе. Эти публикации, как считает следствие, оскорбляют честь и достоинство главы администрации Толмачевского сельсовета Галины Никулиной. По утверждению ведомства, Антонов неоднократно вызывался на допрос, однако не являлся. Поэтому 25 декабря его объявили в розыск. Как рассказал сам журналист, об этом ему сообщили по телефону еще до Нового года.

ЯНВАРЬ, 10
СМИ Москвы
Неизвестные вывесили баннер с символикой различных экстремистских организаций на Большом Каменном мосту в Москве, сообщили в ГУ МВД по столице. Полиция обнаружила баннер в 5 утра и сняла его. Баннер фотографировал корреспондент интернет-портала, название которого в полиции не уточнили. Журналиста задержали, доставили в отдел полиции, взяли объяснения и отпустили.

ЯНВАРЬ, 10
Сайт «СудебныеРешения.рф»
В городском суде Санкт-Петербурга прошло рассмотрение апелляции на решение Смольнинского районного суда по делу Эдуарда Самашка против «СудебныеРешения.рф». Горсуд поддержал решение районной инстанции. В суде Самашка требовал удалить его персональные данные и личную переписку с интернет-ресурса «СудебныеРешения.рф», но 6 сентября Смольнинский районный суд отклонил все его требования. А 29 ноября, арбитражный суд последней инстанции отменил предписание Роскомнадзора, обязывающее редакцию портала «СудебныеРешения.рф» прекратить обработку персональных данных гражданина Эдуарда Самашки и удалить его фамилию из картотеки судебных дел, которая размещена на странице портала. Тогда же интернет-ресурс добился того, чтобы фамилия Самашка была восстановлена на официальном сайте арбитражного суда (см. монитор за сентябрь, ноябрь 2012 года).

ЯНВАРЬ, 10
Все СМИ
Норвежские работники СМИ из Международной ассоциации журналистов «Barents Press International» обратились с открытым письмом в Совет Баренц региона. «Упразднение нынешней российской аккредитационной системы для иностранных журналистов необходимо для установления равных прав и правил», – вот лейтмотив обращения. Не секрет, что иностранному журналисту в России нелегко. Необходима журналистская виза, соответствующая аккредитация, процесс обретения которых – сплошная бюрократия, требующая огромного терпения и выдержки. На оформление нужных бумаг зачастую уходит слишком много времени. А интересные события не спланируешь заранее за три месяца, ведь работа в СМИ требует оперативности и быстроты принятия решения. В июне 2013 года премьер-министры Норвегии, России, Финляндии и Швеции встретятся в Киркенесе, чтобы отметить 20-летнюю годовщину Баренцева сотрудничества. На встрече премьеров планируется подписать новую декларацию, очерчивающую перспективы трансграничного сотрудничества на севере Европы. Этим высшим чинам «Barents Press» и направила свои предложения по новой декларации.

ЯНВАРЬ, 10
Газета «Наша Версия на Неве»
В производстве Ленинского районного суда Санкт-Петербурга находится иск о защите чести и достоинства вице-губернатора Василия Кичеджи к информационному департаменту «Оперативное прикрытие», в состав которого входит газета «Наша Версия на Неве». В одной из публикаций этого издания чиновник усмотрел умаление своей деловой репутации. Претензии вызвал фрагмент: «Как говорят давние обитатели кабинетов Смольного, вице-губернатор Василий Кичеджи, отвечающий за науку, культуру, образование, СМИ и молодежь, провёл совещание, на котором упорно обсуждал вопрос: как лучше вывозить юных девиц за рубеж? В результате утомительного разговора клерки так и не поняли, чего от них требовал высокопоставленный куратор – то ли настаивал на том, чтобы четко соблюдались все нормы законодательства по оформлению зарубежных поездок, то ли просто рассуждал о светлом будущем петербургских лолит». Именно эти две фразы, опубликованные в номере №13 (221) от 2 апреля «Нашей Версии на Неве», стали причиной того, что в июне вице-губернатор Василий Кичеджи, курирующий в Петербурге вопросы культуры, образования и СМИ, обратился с иском в суд. По мнению истца, в пассаже про «лолит» содержатся порочащие сведения, которые «формируют негативную оценку личных, моральных качеств, а также отрицательное общественное мнение о его профессиональных качествах, умаляют деловую репутацию, содержат необоснованные утверждения о нарушении истцом деловой этики». Цель истца – добиться от СМИ опровержения. По крайней мере, в исковом заявлении указано, что в качестве материальной компенсации Кичеджи требует взыскать с издания один рубль.

ЯНВАРЬ, 11
Виталий Лобода
В Челябинске на квартиру к защитнику прав автовладельцев в Уральском Федеральном округе Виталию Лободе пришли двое неизвестных, которые, угрожая расправой, потребовали удалить из видеохостинга Youtube записи, где автор обвиняет сотрудников ГИБДД по городу Копейску (Челябинская область) в нарушении правил ПДД и умышленном повреждении чужого имущества. Как сообщил корреспонденту «Урал-пресс-информ» Виталий Лобода, на новогодние праздники он с другом отправился в Копейск, чтобы лично убедиться, как сотрудники местного отдела ГИБДД работают на улицах города. На видеокамеру он зафиксировал, как один из экипажей не останавливается и не меняет направление перед знаком «Проезд запрещен». После этого машину, в которой находился Лобода, останавливает экипаж ДПС и составляет на водителя протокол за проезд под запрещающим знаком. Лобода считает, что действия полицейских были незаконны, так как нотариальную доверенность у автора видеоролика изъяли без протокола. «После этого я отправился в местное отделение полиции, куда подал заявление на сотрудников ГИБДД. В полиции при этом меня держали несколько часов, делали все, чтобы затянуть время. Когда мы вышли на улицу, то увидели, что фара, боковое и лобовое стекло нашего автомобиля разбиты, а это уже подпадает под уголовную статью об умышленном уничтожении или порче чужого имущества. На следующий день мне позвонил отец и сказал, что к нему домой приходила группа из пяти человек и требовала встречи со мной. Я был прописан в этой квартире. Буквально через двадцать минут уже в мою дверь позвонили двое неизвестных и требовали удалить видеозапись с копейскими инспекторами. На видео слышно, как они говорят, что «оторвут мне и моей семье ноги», если я этого не сделаю», – заявил Виталий Лобода, который после инцидента отправился уже в пятое отделение УМВД по городу Челябинску, где у него без проблем приняли очередное заявление. Заместитель начальника отдела пропаганды ГИБДД по Челябинской области Виктор Хайруллин пояснил, что в управление автоинспекции от Виталия Лободы также поступила жалоба на действия сотрудников полиции. В соответствии с ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», она будет рассмотрена в течение 30 дней. По результатам проверки Лобода получит ответ на вопрос: были ли в действиях сотрудников полиции признаки состава преступления. Если такая информация подтвердится, то нарушителей законно могут привлечь к уголовной ответственности. Если данные сведения будут опровергнуты, то заявителя в свою очередь могут привлечь к ответственности за клевету. Ввидеоканал Виталия Лободы пользуется популярностью у интернет-пользователей. Ранее съемки Виталия Лободы публиковались в одном из самых популярных сообществ Живого Журнала «ru_chp».

ЯНВАРЬ, 11
Эдика Лялина
Журналиста Эдику Лялину, работавшую в телестудии Москвы «Петровка 38», уволили из-за того, что она вступилась за узбекского дворника Бахрома Хурромова, сломавшего челюсть 12-летнему школьнику. По словам Лялиной, руководство заставило ее написать заявление об уходе «вчерашним числом». Это аргументировалось тем, что соответствующая просьба идет из Главка. «После того, как мы заступились за дворника, в интернете появилось много недоброжелателей и статей, которые оскорбляли меня», – отметила Лялина. При этом она подчеркнула, что останется на стороне дворника, так как полагает, что мальчик сам его спровоцировал. Информацию об увольнении задним числом Эдики Лялиной начала проверять столичная полиция. По ее результатам будет принято решение о правомерности действий руководства и сотрудников отдела кадров телестудии. «Руководством ГУМВД России по Москве назначена служебная проверка по факту размещенной в СМИ информации об увольнении задним числом корреспондента телестудии «Петровка-38», которая является самостоятельным подразделением главка», рассказал ИТАР-ТАСС представитель пресс-службы столичного главка МВД.

ЯНВАРЬ, 11
Ахмеднаби Ахмеднабиев
В Дагестане в поселке Семендер неизвестные расстреляли автомобиль заместителя главного редактора республиканского еженедельника «Новое дело», корреспондента «Кавказского узла» Ахмеднаби Ахмеднабиева. Сам журналист в результате нападения не пострадал. Инцидент произошел вечером возле дома журналиста в селе Семендер. По словам А. Ахмеднабиева, рядом с домом некоторое время стояла черная тонированная «Лада Priora» без номеров. Однако все три выстрела были произведены не из нее, а с противоположной стороны. После выстрелов машина уехала с места инцидента на высокой скорости. Имя Ахмеднаби Ахмеднабиева фигурировало в «расстрельном списке» на распространенных в сентябре 2009 года по столице Дагестана листовках. В этот список попали известные в Дагестане адвокаты, журналисты и правозащитники – всего 16 человек. В списке был, в том числе издатель дагестанского еженедельника «Черновик» Гаджимурад Камалов, убитый в декабре 2011 года (см. монитор за декабрь 2011 года). В мае 2012 года Ахмеднаби Ахмеднабиев заявлял об угрозах в его адрес (см. монитор за май 2012 года). В пресс-службе МВД Дагестана сообщили, что Ахмеднаби Ахмеднабиев обратился в Кировский РОВД города Махачкалы.

ЯНВАРЬ, 11
Рустем Адагамов
«Живой Журнал»
В начале года известный блогер Рустем Адагамов внезапно удостоился внимания, о каком, наверное, никогда и не мечтал. Сначала появилась информация о том, что бывшая жена обвинила блогера в педофилии – якобы тот преследовал некую несовершеннолетнюю норвежку. Р. Адагамов категорически отверг эти обвинения в свой адрес. Однако вскоре последовало обращение группы товарищей в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет, и 11 января СК начал доследственную проверку в отношении Р. Адагамова. И в тот же день по требованию Роскомнадзора в «Живом Журнале» был заблокирован мартовский репортаж Адагамова о попытке самосожжения в Индии участника движения за независимость Тибета, который таким образом выразил протест по поводу приезда председателя КНР. В Роспотребнадзоре этот материал по неизвестной причине сочли пропагандой самоубийства. И хотя в Роскомнадзоре заявляют, что эти два сюжета не связаны между собой, возникает ощущение не случайности происходящего вокруг Адагамова. Как-то уж синхронно все началось, да и темы выбраны беспроигрышные – педофилия, суицид… Похоже, блогера кто-то пытается скомпрометировать…

ЯНВАРЬ, 13
Все СМИ
В Москве на Страстном бульваре, откуда стартует «Марш против подлецов», организованный и согласованный оппозицией, впервые на мероприятии подобного формата сотрудники полиции препятствуют работе прессы. Вопреки законодательству, журналистов не пускают за металлические барьеры и не дают адекватно освещать проведение акции.

ЯНВАРЬ, 13
Григорий Ревзин
В Москве в ночь на 13 января неизвестными был избит специальный корреспондент издательского дома «Коммерсантъ» Григорий Ревзин. Инцидент произошел в центре столицы. Журналист шел по Харитоньевскому переулку, когда к нему подошли четыре парня-кавказца. «Лет 20, хорошо одеты, на одном спортивный костюм «Боско» – в общем, мажоры, – рассказал Григорий. – Никакого конфликта не было. Они подошли сзади, развернули меня и просто сразу начали бить». По словам журналиста, сначала он пытался отбиваться. Но один 48-летний мужчина против четырех молодых парней... Силы неравные. Кавказец в спортивном костюме ударил Григория кастетом в нижнюю челюсть, он упал и потерял сознание. А когда очнулся, нападавших уже не было. «Я встал, голова не кружилась, чувствовал себя терпимо. Вскоре меня осмотрел друг-доктор. Он поставил диагноз «легкое сотрясение мозга» и прописал таблетки. Думаю, я легко отделался», – заявил Г. Ревзин. Заявление в полицию пострадавший писать не будет. «Сомневаюсь, что их найдут. А если и найдут, то дадут 15 суток максимум», – пояснил Григорий.

ЯНВАРЬ, 13
Антон Сучков
В Москве избили журналиста «Советского спорта». Жертвой нападения стал корреспондент этого издания Антон Сучков. В 19 часов, возле своего подъезда в районе «Динамо» на него напали двое южан. Журналисту удалось вырваться – как он сообщил, «ценой содранного носа и сумки», и убежать. Деньги, карточки и документы достались гостями столицы», – написал Сучков на своей странице в сети Facebook. Сведений об обращении в правоохранительные органы нет.

ЯНВАРЬ, 14
Газета «Эхо недели»
В Железногорском районном суде (Курская область) закончилось рассмотрение иска к редакции местной газеты «Эхо недели». Иск о защите чести и достоинства подала в ноябре 2012 года жительница Железногорска Антонина Клычкова. Женщина стала героиней газетной публикации, посвященной рейду полиции по торговым точкам города. В его ходе стражи порядка проверяли соблюдение продавцами антиалкогольного законодательства. В тексте «В ларьках продают алкоголь, нарушая законодательство», опубликованном 5 октября 2012 года, говорилось, что истица, работающая в одном из киосков, продала пиво подростку. Текст сопровождался фотографией героини публикации. В исковом заявлении А. Клычкова настаивала, что не продавала пиво несовершеннолетнему, и требовала опровергнуть сведения, распространенные в тексте публикации, в фотографии и в подписи под нею, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 тыс. рублей (см. монитор за декабрь 2012 года). В суде истица пояснила, что считает незаконным публикацию ее фотографии, так как ее в полиции в отношении ее прекратили административное дело, таким образом, признав отсутствие правонарушения в ее действиях. В свою очередь, ответчики (редакция и учредитель газеты, а также автор публикации журналистка Юлия Бурлакова) с исковыми претензиями не согласились. Они пояснили, что редакция имела право опубликовать и статью, и фотографию, так как журналисты видели все происходившее своими глазами. Они не сомневались в противозаконности действий продавца, т.к. полицейские при них составили протокол о правонарушении. Редакция, защищая общественный интерес, имела право публиковать фотографию истицы без ее согласия. Кроме того, представители ответчиков указали, что фотографию как отражение реальности невозможно опровергнуть, а большая часть текста конкретно к истице не имеет отношения. В суде был также допрошен несовершеннолетней покупатель пива. Подросток подтвердил, что при покупке алкоголя в киоске ни возраст, ни паспорт у него не спросили. Были также изучены видеозаписи рейда и документы, предоставленные из полиции. В результате суд принял решение отказать истице в требованиях в полном объеме. Интересы ответчиков представляла юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

ЯНВАРЬ, 14
Станислав Микрюков
В ближайшие дни управление Федеральной миграционной службы по Томской области может начать процедуру выдворения из России журналиста портала «НовоТОМСК» Станислава Микрюкова. Корреспондент местного информационного портала Микрюков уже 15 лет живет в России, но гражданство не может получить до сих пор. Публикация же об элитной квартире, купленной на бюджетные деньги для высокопоставленного полицейского, привела к тому, что Микрюкова лишили даже разрешения на временное проживание. Эксперты утверждают, что по закону гражданство Микрюкову положено как прожившему на исторической родине более 10 лет. Заявление Станислава Микрюкова о возможной депортации было опубликовано в Интернете в конце прошлой недели. Как рассказывает журналист, он родился и до 1997 года проживал в Узбекистане вместе со своей русской семьей. Приехав в конце девяностых в Россию, Микрюков четыре раза получал отказ в гражданстве: не хватало то прописки, то справки о доходах. Журналист несколько раз лично обращался к тогдашнему главе томского УФМС Сергею Ирисбаеву: тот обещал помочь, но никакого результата не последовало. Разрешение на работу Микрюков получил лишь в 2009 году, а разрешение на временное проживание – в 2010-м. Спустя еще год Станислав Микрюков и томский правозащитник Андрей Волков создали новостной интернет-проект «Ново.Томск». 5 сентября 2011 года журналист под псевдонимом Сергей Петровский опубликовал заметку о квартире площадью почти в 200 кв.м, которую якобы получил в пользование от областной думы глава томского УВД Игорь Митрофанов. По сведениям Микрюкова, ведомственное жилье чиновник будто бы собирался незаконно приватизировать. Эта публикация, по мнению журналиста, стала последней каплей в чаше терпения местных правоохранителей: ранее Микрюков освещал хищения в футбольном клубе «Томь», убийство журналиста Константина Попова в отделении полиции, а также «упорное нежелание правоохранителей расследовать это все». «В день размещения материала к нам потоком начали поступать звонки откровенно угрожающего характера. Постоянные вызовы руководителя портала в правоохранительные органы и Роскомсвязьнадзор по Томской области стали обычным делом», – рассказывает Микрюков. Обвинить журналиста в разглашении персональных данных чиновника полицейским не удалось – Микрюков использовал только данные из открытых источников. «Указание «разобраться со мной» решили реализовать через УФМС по Томской области», – уверен журналист. 18 февраля 2012 года во время пикета движения «Солидарность» журналиста задержали. В отделении полиции задержанного уже ждали трое сотрудников УФМС. Несмотря на выходной день, был оформлен административный протокол о «неуведомлении работников УФМС о месте работы», составлять который приехал лично замглавы областного УФМС Дмитрий Романов. «Все делается просто с фантастической оперативностью и быстротой. Явно не сравнить с тем, как они принимали и рассматривали мои заявления на предоставление гражданства», – иронизирует Микрюков. Эпизод закончился относительно благополучно: вызволять коллегу приехал глава портала «Ново.Томск» Андрей Волков, и Микрюков отделался штрафом в 2 тыс. рублей (см. монитор за февраль 2012 года). Минувшим летом Микрюков подготовил несколько резонансных материалов о якобы покупке автомобиля для мэра Томска на бюджетные деньги, а также о судье Ирине Ананьевой, которая, как он утверждал, в пьяном виде устроила дорожную аварию. «Вновь пошли прямые угрозы от ряда известных лиц. Обещали «если мы не заткнемся», в ближайшем будущем «устроить нам большие проблемы», – продолжает г-н Микрюков. Именно в это время он в очередной раз обратился в УФМС за продлением вида на жительство. Однако в декабре 2012 года заместитель начальника УФМС по Томской области Елена Бондаренко аннулировала разрешение Микрюкова на временное проживание и отказала в предоставлении вида на жительство. Микрюков по закону подлежал выдворению из страны. Куда – пока неясно: узбекское гражданство он давно утратил.

ЯНВАРЬ, 14
Юрий Сейидов
После того, как глава Коркинского района (Челябинская область) Геннадий Усенко издал распоряжение об уборке снега с улиц не только в будни, но и в выходные, журналист местной газеты «Горняцкая правда» и по совместительству депутат гордумы Коркино Юрий Сейидов по заданию редактора делал обзорный материал о ходе выполнения данного нововведения. «Позвонил главе поселка Первомайский – там мне на все вопросы ответили, позвонил в поселок Лопатинский – то же самое. Позвонил главе Коркино Виктору Кунгину – получил в ответ хамство, грубость и предложение встретиться. Пока выходил, он перезвонил мне на сотовый и уточнил: «У гаражей». Подхожу, жду – подъезжает, выскакивает из машины и сразу набрасывается с кулаками. Я, естественно, растерялся – он успел меня несколько раз ударить, а когда я замахнулся, чтоб оттолкнуть его – он сбежал», – рассказал Юрий Сейидов. После «разговора» журналист заехал в травмпункт – зафиксировал побои, а затем написал заявление в полиции. «Мы с главой района давно конфликтуем – я часто критикую его работу. Вот он, видимо, и решил попробовать мне отомстить. В свое время Виктор Кунгин при свидетелях заявил, что «Юрий Михайлович должен быть мне благодарен, что я не даю команды его покалечить. Хотя желающих полно», – заявил Ю. Сейидов.

ЯНВАРЬ, 14
Телепрограмма «День»
В Ухте (Республика Коми) телепрограмме «День» отказали в эфире. Сегодня появилось сообщение, что местное кабельное телевидение отказало коллективу информационной программы «День» в эфире. «День» уходит в интернет. Напомним, эфирное время на телеканале ТНТ, ранее принадлежавшее итоговому выпуску новостей «День», теперь отдано «Вестям Тимана». Новый проект возглавил бывший сотрудник ГТРК «Коми гор» Василий Канев (см. монитор за декабрь 2012 года). Более детальной информации о проекте нет – на письменный запрос БНКоми г-н Канев пока так и не ответил. Коллектив программы «День» в конце прошлого года справил новоселье в новом арендуемом офисе. На прошлой неделе сообщалось, что выпуски новостей возобновятся с понедельника, о предоставлении эфира шли переговоры с кабельными сетями ГСП и каналом ТВ3, предварительное согласие было получено. Однако, по словам главного редактора программы Наталии Крутских, в пятницу вечером отказал ТВ3, сегодня утром – ГСП. «На ТВ3 мне сказали, что некое лицо предложило им в десять раз больше, чем предложили мы, с условием, что программы «День» в их эфире не будет. На ГСП тоже сослались на более выгодное предложение. Предполагаю, что сумма немаленькая, – рассказала Наталия Крутских. – Мне непонятно, кто этот мифический человек. Чтобы не выпустить «День» в телеэфир, он выкладывает полмиллиона рублей в месяц и еще столько же – на производство новой программы, которая «закрывает» наше время. То есть в месяц это миллион рублей. Но для меня все эти события были предсказуемы». Тем не менее, журналисты намерены продолжать работу. Есть договоренность об эфире с телеканалом «Юрган», но для начала вещания необходимо докупить оборудование. Пока программа «День» будет выходить в интернете на официальном сайте и в группе ВКонтакте.

ЯНВАРЬ, 14
Галина Ярцева
В Новгородский арбитражный суд поступил иск к редактору новгородской газеты «Русский караван» Галине Ярцевой. Иск подала председатель одного из новгородских ТСЖ. Она требует взыскать с журналистки 500 тысяч рублей в качестве компенсации за вред, причинённый её репутации в прошлогодней статье «Русского каравана» под названием «Выборы Митина». В статье Галины Ярцевой было сделано утверждение, что председатель ТСЖ сфальсифицировала протокол общего собрания жильцов и собирала платежи по незаконно завышенным тарифам. В целом статья, которая послужила поводом для иска, была посвящена предстоящим выборам новгородского губернатора и итогам первых пяти лет его работы. Невысоко оценив сами выборы: «Зарегистрировали в качестве кандидатов тех, кому власти позволили собрать подписи за выдвижение», автор вспоминает затем назначение Сергея Митина в 2007 году и состоявшийся тогда же митинг коммунистов. Потом журналист переходит к упомянутому ТСЖ, затем к экологии в Подберезье и фильтрам Петрика. В конце автор делает вывод: «Теперь надо возвращать Д. Хмару к руководству системой родовспоможения … надо восстановить школу в Находе, надо останавливать «Флайдерер», надо уничтожить фильтры Петрика, надо пресечь воровство в сфере ЖКХ, надо вернуть жильё обманутым, надо исправить многое из того, что намодернизировали за прошедшие пять лет. И всё это С. Митин сделать должен, раз уж взялся работать за троих».

ЯНВАРЬ, 15
Юрий Щекочихин
Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов считает выводы Следственного комитета о причинах смерти журналиста Юрия Щекочихина преждевременными. Об этом он заявил в интервью Интерфаксу. «Прежде всего, замечу, что так называемые французские эксперты, о которых упомянул Маркин, начали проводить экспертизу благодаря редакции, а не российскому Следственному комитету. При этом редакции в прошлом году ссылаться на эту экспертизу было нельзя, поскольку она еще не завершена», – сказал Муратов. Как отметил Муратов, основная часть экспертизы пока находится в работе и не доступна ни редакции, ни СКР. При этом он подчеркнул, что «уже сейчас французские специалисты обнаружили дикие ошибки, допущенные российскими следственными органами». «Поэтому у нас вызывает удивление, почему в такой спешке Следственный комитет делает выводы, которые следственными экспертами еще не сформированы», – добавил Муратов. Ранее официальный представитель СКР Владимир Маркин заявил, что криминальную версию смерти Щекочихина можно исключить, однако расследование продолжается. Представитель СКР сообщил, что еще одну экспертизу проведут французские токсикологи. По словам Маркина, в ходе следствия на основании трех экспертиз установлено, что причиной смерти журналиста стал токсический эпидермальный некролиз – синдром Лайелла. «В научной литературе нет данных о такой смеси препаратов, которая однозначно может вызвать этот синдром у любого человека», – пояснил представитель СКР. Он подчеркнул, что «умышленно заразить такой болезнью нельзя, поэтому ни о какой насильственной смерти речи быть не может». В сентябре 2010 года уголовное дело о смерти Щекочихина было возобновлено. Как заявил тогда шеф-редактор «Новой газеты» Сергей Соколов, это было сделано в результате независимого расследования журналистов и адвокатов семьи Щекочихина. По словам Соколова, удалось добыть «крохи информации», которые передали руководству Следственного комитета. Щекочихин скончался 3 июля 2003 года в возрасте 54 лет. Эксперты заявили, что причиной смерти стал синдром Лайелла. Родственники и коллеги Щекочихина по «Новой газете» считают, что синдром Лайелла мог быть вызван неизвестным веществом, которым был отравлен журналист. Щекочихин вел собственные расследования по многим громким делам, ему неоднократно угрожали. В день смерти журналиста председатель комитета Госдумы по безопасности Александр Гуров обратился в Генпрокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по данному факту. Однако Кунцевская межрайонная прокуратура отказала в возбуждении дела, поскольку не нашла в смерти Щекочихина никакого криминала. В 2006 году представители «Новой газеты2 попросили Генпрокуратуру назначить новую проверку обстоятельств смерти Щекочихина, но Кунцевская прокуратура вновь отказала в возбуждении дела. В конце 2007 года главный редактор «Новой газеты» обратился с просьбой назначить проверку уже в СКП. В марте 2008 года Следственный отдел по Кунцевскому району СУ СКП по Москве отказал в возбуждение дела. По указанию Бастрыкина оно все же было возбуждено, но вновь закрыто в апреле 2009 года.

ЯНВАРЬ, 15
Олег Леонтьев
Следственный комитет возобновил расследование преступления, в котором обвинялся красноярский журналист Олег Леонтьев. По словам начальника Следственного комитета по краю Игоря Напалкова, точку в расследовании ставить пока рано. Напомним, 28 февраля 2012 года 25-летнему журналисту было предъявлено обвинение по части 3 статьи 135 УК РФ («Развратные действия, совершенные в отношении лица, не достигшего 12-летнего возраста») и по ходатайству следствия судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. По версии следствия, в декабре 2011 года в лифте жилого дома в Центральном районе Леонтьев совершил в отношении 11-летней девочки развратные действия. Однако свидетели защиты заявляли о железном алиби Леонтьева: 17 декабря 2011 года, когда было совершено нападение на ребенка, журналист находился на пикете «За честные выборы» (см. монитор за апрель, май 2012 года). Дело вызвало широкий общественный резонанс: красноярцы организовали в поддержку обвиняемого два пикета. В результате, в декабре 2012 года Следственный комитет снял с Леонтьева все обвинения. «Чисто теоретически, мы не исключаем, что это может быть другое лицо, но и не сбрасываем со счетов те данные, которые были добыты в отношении Олега Леонтьева и, в том числе, будем рассматривать вопрос о возможной его виновности в совершении этого преступления. Дело очень специфичное, дело по которому я имею личную позицию, но я не буду ее сейчас озвучивать. Из-за некоторой скандальности, которую приобрело это дело, следствие и люди, которые защищают, в данном случае, Олега Леонтьева, оказались в неравном положении. Мы публично озвучиваем те или иные факты, которыми располагает следствие, как доказательствами вины конкретного человека, а потом проводится массированная работа по опровержению этих данных, которая не всегда укладывается в рамки законодательства. Поэтому мы вчера возобновили производство по этому делу и вышли в центральный аппарат СК с ходатайством о проделении и установлении процессуальных сроков», – заявил Напалков.

ЯНВАРЬ, 15
Андрей Сухотин
В Москве задержан корреспондент отдела расследований «Новой газеты» Андрей Сухотин. Полиция задержала журналиста по подозрению в соучастии в ограблении прохожего. А. Сухотин был доставлен в ОВД «Басманный». Дело возбуждено по заявлению москвича Андрея Вишнякова. По версии правоохранительных органов, 26 декабря 2012 года Сухотин в компании знакомых возвращался с корпоратива. В Потаповском переулке им навстречу попался Вишняков. Разгорелась ссора, после которой Сухотин и двое его спутников напали на Вишнякова, жестоко избили, отняли кошелек и убежали. Потерпевший снял побои в травмпункте и написал заявление в полицию. Следователи получили записи камер видеонаблюдения и после новогодних праздников идентифицировали одного из нападавших как Сухотина. Вишняков опознал в журналисте своего обидчика. Однако на следующий день журналиста, задержанного якобы за избиение и ограбление прохожего, отпустили из ОВД «Басманное» без предъявления обвинения. «Новая газета» опубликовала на своем сайте официальную позицию редакции по делу Андрея Сухотина. По версии издания, обвинение в избиении и грабеже – это спланированная провокация «с целью приостановить работу Сухотина над материалом о многомиллионных хищениях средств и недвижимости в системе Министерства обороны при участии сотрудников одной из спецслужб». Издание отмечает, что потерпевший, со слов которого было заведено дело, постоянно путается в показаниях. Изначально говорилось о том, что 26 декабря после происшествия мужчина поехал в травмпункт, чтобы зафиксировать причиненные ему травмы. По данным издания, побои нигде не были зафиксированы. Также ранее сообщалось, что при обыске у Сухотина был изъят украденный им кошелек. Газета сообщает, что при обыске кошелек обнаружен не был. «Нам известно, что у этого дела есть куратор, и это не московские полицейские. Все подробности и факты материала, над которым работает Андрей Сухотин, мы сообщим в ближайшее время». «У нас же есть подтверждения того, что Андрей не совершал преступления, – рассказывает пресс-секретарь издания Надежда Прусенкова. – Среди них показания свидетелей и записи видеокамер, доказывающие, что нашего корреспондента не было на месте происшествия».

ЯНВАРЬ, 15
Все СМИ
В Кировском районом суде Уфы в ходе повторного рассмотрения уголовного дела, возбужденного в отношении экс-премьера республики Раиля Сарбаева, из зала заседаний удалили журналистов. Судья Альфия Рамазанова сослалась на отсутствие мест, хотя присутствующие имели возможность убедиться в обратном. И.о. председателя Кировского суда Уфы Вера Яковлева пояснила, что вопрос о допуске на заседания не в её компетенции – он решается тем судьёй, в производстве которого находится данное уголовное дело. Сарбаеву вменялся в вину перелет за счет бюджета в Вену и обратно на чартерном рейсе в декабре 2009 года. Кировский районный суд в лице тогдашнего председателя Мунира Валеева установил, что поездка была связана со служебной необходимостью, после чего в июле 2012 года экс-премьер был оправдан. Однако в ноябре Квалификационная коллегия судей Башкирии досрочно прекратила полномочия Мунира Валеева, а в ноябре кассационная коллегия по уголовным делам Верховного суда Башкирии отменила оправдательный приговор, отправив дело на новое рассмотрение в новом составе судей.

ЯНВАРЬ, 16
Казбек Геккиев
Организация ЮНЕСКО включила Казбека Геккиева в список журналистов, убитых за свою профессиональную деятельность. Телеведущего программы «Вести. Кабардино-Балкария» застрелили в Нальчике 5 декабря 2012 года спустя час после выхода в эфир. В заявлении ЮНЕСКО говорится, что «убийство Казбека Геккиева не должно оставаться безнаказанным, у журналистов должно быть право выполнять свои профессиональные обязанности, не опасаясь за свою жизнь». Сейчас следственные органы заняты поиском убийц. Их личности были установлены в течение нескольких дней после трагедии. Разыскиваются уроженцы КБР Зейтун Бозиев и Иноят Табухов, которые, по оперативным данным, являются участниками незаконных вооруженных формирований. Следствие не исключает их причастность к другим преступлениям. Для справки: Резолюцию, осуждающую насилие против журналистов, ООН приняла в ноябре 1997 года. Скорбный список погибших при исполнении журналистов ведется с 2003 года.

ЯНВАРЬ, 16
Газета «Известия»
Надежда Ильина
Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга поставил точку в рассмотрении иска к медиахолдингу «Айньюс» и корреспонденту газеты «Известия» Надежде Ильиной. Он поступил от имени генерального директора компании «Кладовая здоровья» Бориса Липнера. Суд признал, что своей публикацией издание нанесло вред чести, достоинству и деловой репутации истца. СМИ должно опубликовать судебное решение и выплатить компенсацию. А также – возместить истцу компенсацию за нанесенный ущерб чести и деловой репутации в размере 10 тысяч рублей. Сам же автор статьи Надежда Ильина должна выплатить компенсацию в размере 25 тысяч рублей. Предметом судебного разбирательства стала статья Н. Ильиной «Не совсем социальный бизнес», опубликованная 30 августа на сайте газеты «Известия». В ней журналистка рассказала о деятельности розничной сети ортопедических салонов «Кладовая здоровья». Автор статьи ссылается на негативные отзывы покупателей продукции, опубликованные в сети. Собрав воедино отклики недовольных покупателей, автор материала не предоставила слово второй стороне. Что и стало причиной судебного иска (см. монитор за октябрь 2012 года). Изначально руководство компании «Кладовая здоровья» намеревалось истребовать с медиахолдинга «Айньюс» 115 тысяч рублей, с журналистки издания – 25 тысяч.

ЯНВАРЬ, 16
Все СМИ
Правозащитной организации Freedom House опубликовала очередной доклад «Свобода в мире» («Freedom in the World»). В нем оценивается уровень политических и гражданских свобод в странах мира в истекшем году. В своих ежегодных докладах о состоянии свободы в мире, которые Freedom House публикует с 1972 года, страны разделяются на «свободные», «частично свободные» и «несвободные». Авторы учитывают ряд критериев, в частности, положение с правами человека, свобода слова, свобода совести, наличие свободных выборов. Авторы доклада «Freedom in the World» отмечают, что число стран, где ситуация ухудшилась, седьмой год подряд превысило число стран, где произошли положительные изменения. Так, в 2012 году заметное ухудшение ситуации отмечено в 27 странах, а улучшение – лишь в 16 странах. В частности, ухудшение положения зафиксированы в Казахстане, России, Украине, а также в Кении, Мали, Нигерии, Турции. В документе выделены девять стран, где странах ситуация с политическими правами и гражданскими свободами получила самую низкую оценку – это Саудовская Аравия, Северная Корея, Сирия, Сомали, Туркмения, Узбекистан, Экваториальная Гвинея, Эритрея. Российская Федерация вновь попала в число несвободных стран. Усиление репрессий авторы доклада связывают с возвращением пост президента Владимира Путина. «С момента своей инаугурации в мае Путин движется в предсказуемом направлении к удушению независимой политической и гражданской активности, проталкиванию ряда законов, предназначенных для ограничения публичного протеста и деятельности НКО, а также подавления свободы слова в интернете», – сообщается в документе. Кроме того, отмечается, что в прошлом году государства Евразии вполне сопоставимы по уровню свобод с ближневосточными странами, так как в большинстве постсоветских стран продолжали укрепляться авторитарные режимы. На всем постсоветском пространстве ситуация, по мнению авторов доклада, выглядит так: Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан – несвободны. Частично свободными эксперты Freedom House признали Армению, Грузию, Киргизию, Молдавию, Украину. Остальные – Латвия, Литва, Эстония – свободны.

ЯНВАРЬ, 16
Пятый канал
Петербургский оппозиционер Игорь Чепкасов обвинил Пятый канал в цензуре. Он был участником программы «Открытая студия», где обсуждалась инициатива президента Владимира Путина об ужесточении наказания за «липовую» регистрацию. Слова Чепкасова о главе государства не попали в видеоархив телеканала. «В конце прямого эфира «Открытой студии» я сказал, что «гость-эксперт из Москвы, надеюсь, по досадной ошибке назвал заплывшего ботоксом президента Путина уважаемым» и хотел перевести в политическую плоскость проблему «резиновых квартир». В прямой эфир всё ушло, твиттер-сфера потихоньку закипает. А в файле, расположенном на официальном сайте канала в рубрике «Видеоархив», эпизод с «ботоксом» предусмотрительно вырезали», – написал на своей странице в соцсети оппозиционер. Желающим убедиться в том, как Пятый канал «в очередной раз развеял все сомнения доверчивых телезрителей насчёт наличия или отсутствия цензуры», Чепкасов предлагает внимательно посмотреть запись, начиная с 55:55. «Зритель заметит, как ведущая подносит ко мне микрофон и... всё, смена обстановки», – добавляет он. Однако, как отмечает Чепкасов, перед началом эфира ведущая программы Ника Стрижак «настойчиво рекомендовала всем, находящимся в зале, говорить 2обо всём, что наболело», а после эфира заявила, что я её подставил».

ЯНВАРЬ, 16
Ирина Васильева
Закончилась история с увольнением-восстановлением редактора-директора МУП «Новочеркасские ведомости» Ирины Васильевой – она не только решила оставить пост руководителя газеты, но и вообще покинула это СМИ. Руководить муниципальной газетой Ирину Васильеву пригласил лет десять назад экс-мэр Новочеркасска Анатолий Волков. После того, как в марте 2010 года новым мэром казачьего города стал коммунист Анатолий Кондратенко, г-жа Васильева осталась на должности директора-редактора, но тон публикаций СМИ (получающих основные средства на содержание из городской казны) изменился: удельный вес критических материалов в адрес мэрии значительно увеличился. По словам г-жи Васильевой за эту справедливую критику ей и досталось – «красная» администрация уволила ее. Но она сумела восстановиться по решению суда. Так было семь раз за 2,5 года. В последний раз ее уволили в те дни, когда из-за добровольной отставки мэра-коммуниста в казачьей столице случились внеочередные выборы градоначальника (см. монитор за январь, март, апрель, июль, октябрь 2012 года, декабрь 2011 года). Тогда газета под руководством г-жи Васильевой опубликовала несколько материалов, в которых (по мнению иных претендентов на пост мэра) поддержка была оказана ставленнику области Владимиру Киргинцеву. Руководившие городом последние дни сотрудники «красной» мэрии вызвали строптивого редактора на заседание городской думы. «Мы заказали аудит МУП «Новочеркасские ведомости», который выявил значительные финансовые нарушения, – рассказал исполнявший тогда обязанности мэра города Павел Овчаров. – Пригласили г-жу Васильеву для объяснения, но она заявила, что уходит на больничный и вернется только тогда, когда в городе сменится мэр». В ночь со 2 на 3 декабря власть сменилась (выборы выиграл Владимир Киргинцев) и Ирина Васильева опять вернулась в кресло руководителя газеты. Однако, похоже, новая администрация не оценила стараний г-жи Васильевой: она проработала в газете только до конца 2012 года. «Ирина Васильева в качестве директора-редактора МУП «Новочеркасские ведомости» не работает с 9 января 2013 года. Она написала заявление с просьбой освободить ее от этой должности по собственному желанию, – объяснил ситуацию заместитель мэра Новочеркасска Юрий Лысенко – Перед этим мы (представители администрации города) беседовали с ней, обсуждали ситуацию в газете. Но решение об уходе с руководящей должности она приняла сама». Новым директором газеты назначена Элла Овчинникова, которая до того несколько лет руководила рекламной службой местной радиостанции «Серебряный дождь», а еще раньше – работала в СМИ Ростова и Новочеркасска.

ЯНВАРЬ, 16
Виктор Корб
Суд вынес постановление, из которого следует, что все сотрудники управления внутренних дел «действуют не по закону» и признал недостоверными сведения, распространенные о них блогером и гражданским активистом Виктором Корбом. Советский районный суд удовлетворил исковые требования Управления МВД России по Омской области к блогеру, журналисту, гражданскому активисту Виктору Корбу. Требовало областное полицейское руководство признать несоответствующими действительности сведения, распространенные им на сайте «Омск политический», созданном им самим для свободного обмена мнениями сторонников разных партий и движений, а также тех, кто против их всех. Больше всего оскорбило истцов и нанесло ущерб их деловой репутации то, что ответчик в своих публикациях называет сотрудников полиции «полицаями». Корб – далеко не первый, кто применил этот термин к нынешним стражам порядка: как ни странно, в нашей стране после реформы милиции он стал расхожим понятием, в чем легко убедиться, набрав его в любой поисковой системе. Особенно часто оно встречается на форумах, дискуссионных площадках, какой является и «ОП». И если, как правило, их пользователи не поясняют, кого именно под «полицаями» они имеют ввиду, то Виктор Корб, употребляя это слово, всегда оговаривает, что он под ним подразумевает «не всех работников полиции, а лишь тех, которые действуют не по закону, а по приказам ПЖиВ» (см. монитор за декабрь 2012 года). Тем не менее, привлеченный истцами в качестве эксперта лингвист Евгений Виданов (ОмГПУ) пришел к заключению, что эта «лексема, имеющая презрительное, пренебрежительное значение», относится в текстах Корба ко всем без исключения сотрудникам Омского УМВД. Стало быть, по мнению эксперта, все омские полицейские «действуют не по закону, а по приказам ПЖиВ» (этимология этой лексемы эксперт не расшифровывается). Вероятно, того же мнения и судья Валерий Цветков, вынесший решение на основании данного заключения. Суд постановил взыскать с блогера 12 036 рублей, потраченных управлением внутренних дел на проведение экспертизы, а также госпошлину в сумме 4 000 рублей. Как сказал корреспонденту ФЗГ Виктор Корб, с таким размером госпошлины он сталкивается впервые (как правило, при рассмотрении подобных дел она не превышает 200 рублей). Возможно, столь необычная величина ее связана с тем, что суд понес слишком большие затраты, учитывая высокое умственное напряжение при вынесении постановления. Как бы то ни было, блогер намерен обжаловать его в областном суде.

ЯНВАРЬ, 16
Владимир Познер
В последнее время ряд депутатов Госдумы проявляют болезненное внимание к персоне известного тележурналиста Владимира Познера. Сначала отличился «единоросс» Илья Костунов, написавший письмо гендиректору Первого канала Константину Эрнсту с требованием уволить Владимира Познера. Причина, по которой известный мастер впал в немилость у депутата-дебютанта – критика Познером российской судебной системы и действий Следственного комитета. И хотя В. Познер не сообщил ничего принципиально нового, депутат счел, что тележурналисты «вроде Познера» доказывают обществу, что у нас плохая судебная система, за что и достоин увольнения. ФЗГ в свое время уже сообщал об этом депутатском «синдроме Моськи» (см. монитор за ноябрь 2012 года). Похоже, синдром этот подхвачен и коллегами бывшего «нашиста». В конце декабря прошлого года депутаты четырех думских фракций направили В. Познеру письмо, в котором попытались напугать журналиста своим намерением в ближайшее время внести в Госдуму законопроект, который закроет доступ на федеральные каналы тем иностранным гражданам, кто своими высказываниями дискредитирует Россию. Странный документ подписали первый зампред комитета по делам национальностей Михаил Старшинов («Единая Россия»), зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Олег Денисенко (КПРФ), член комитета Госдумы по обороне Игорь Зотов («Справедливая Россия») и зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой (ЛДПР). Кроме того, депутаты-подписанты сочли необходимым дать телеведущему «ценный совет»: поискать работу «у своих американских или французских коллег». Видимо, проблем с безопасностью, противодействием коррупции, обороной и делами национальностей в России больше нет, если занимающие такие ответственные должности депутаты занялись не вполне свойственными им функциями. Тем временем подоспели праздники, и уже казалось, что упомянутый синдром побежден. Но нет, вскоре об «антипознеровском» законопроекте вспомнили. Пошли слухи, что его отправили «на доработку», и вроде бы вот-вот примут… М. Старшинов тоже поспешил вернуться к любимой забаве – он подготовил «спецпроект», суть которого в следующем: запросить у Первого канала информацию о доходах В. Познера, чтобы выяснить, не получает ли он больше тех журналистов, кто имеет только российское гражданство. Страшно представить, что будет, если окажется, что Познер получает больше. Или меньше. Тем временем В. Познер сообщил, что не видит проблем в предоставлении Госдуме информации о своих доходах. «Да на здоровье. Это не секрет, абсолютно. Там есть все официальные дела, все необходимые бумаги», – сказал он «Интерфаксу».

ЯНВАРЬ, 17
Газета «Местное время»
Частная газета «Местное время» (Республика Карелия) опубликовала две статьи, авторами которых являлись жители нескольких домов, вступившие в конфликт с Кемским городским руководством. Спор связан с вопросом, кто должен управлять их жилыми домами. Обе публикации вышли в свет без указания фамилий авторов, хотя никто из них не скрывался и в суде они были заявлены. Причем жители готовы были выступать в качестве соответчиков вместе с редакцией газеты, публиковавшей их статьи. Однако судья сочла, что гражданско-правовая ответственность должна быть возложена только на учредителя-редактора. В статьях формулировалась позиция жильцов, возражающих против действий городской власти, то есть, против услуг предлагаемой им управляющей компании. Хотя обнародованные суждения весьма экспрессивны и ряд эпитетов могут казаться обидными представителям городской власти и управляющей копании, с ней сотрудничающей. Городской глава Кеми и руководители управляющих компаний, сочтя себя оболганными, обратились в суд на редакцию, требуя опубликовать опровержение и взыскать с редактора в сумме 200 тысяч рублей. Рассмотрев материалы, судья вынесла решение, что редакция распространила сведения, не соответствующие действительности, обязав газету разместить опровержение и выплатить трём истцам 20 тысяч рублей плюс судебные издержки почти в 32 тысячи рублей. Решение суда перовой инстанции обжаловано редактором в Верховном суде Карелии, но похоже, что на этом конфликт не прекращён: прежние истцы нашли ещё один повод (другую публикацию), чтобы снова подать в суд на единственную независимую в районе газету. Начинается новое судебное дело.

ЯНВАРЬ, 17
Дмитрий Алешковский
Журналист и блогер Дмитрий Алешковский допрошен в Москве в здании Следственного комитета РФ по делу о беспорядках на Болотной площади 6 мая в статусе свидетеля, с него взята подписка о неразглашении. «Меня допрашивали больше двух часов. К сожалению, я не могу разглашать, о чем спрашивал меня следователь, с меня взята подписка о неразглашении», – сообщил Алешковский. Он отметил, что присутствовал на допросе вместе со своим адвокатом. «Следователя интересовало, как я принимал участие в освещении событий на Болотной площади 6 мая (на тот момент Алешковский работал фотографом)», – сказал блогер. Он подчеркнул, что остался в статусе свидетеля по делу, о повторных допросах его не предупреждали.

ЯНВАРЬ, 17
Газета «Смена»
В Санкт-Петербурге задержан вор, пытавшийся обокрасть редакцию газеты «Смена». Это случилось благодаря заместителю главного редактора газеты Валерию Дроботу. Задержание вора, за которым сотрудники полиции «охотились» на протяжении нескольких месяцев, произошло вечером. «Решив подышать свежим воздухом, я в районе семи часов вечера вышел на крыльцо. Стоя на улице, я услышал крики нашей сотрудницы «Держите вора!», – сообщил «БалтИнфо» Дробот. – И тут мимо меня пробежал худощавый, интеллигентно одетый мужчина в костюме-тройке». Журналист бросился догонять вызвавшего подозрение мужчину. «Спустя несколько секунд я догнал и большими усилиями приволок его в офис. При этом он активно сопротивлялся и говорил, что ничего не брал», – добавил В. Дробот. После этого на место проишествия приехала группа реагирования охранной фирмы и сотрудники уголовного розыска 43 отдела полиции. Они выяснили, что Валерий Дробот задержал опытного вора, вышедшего на свободу в марте 2012 года. «Полицейские рассказали, что после его освобождения по офисам города прошла серия краж. Этот человек оставил свой след даже в университете имени Павлова»,- поделился подробностями журналист «Смены», не считающий себя героем. «В этой ситуации любой уважающий себя мужик должен был так поступить. Я просто не мог позволить себе остаться в стороне и дать этому негодяю уйти», – заключил собеседник «БалтИнфо».

ЯНВАРЬ, 17
Телеканал «Совершенно секретно»
Телеканал «Совершенно секретно» работает. Но сигнал для него по всей территории вещания отключен. Редакция телеканала «Совершенно секретно» обратилась к своим зрителям: «Мы обещали Вам, что Вы сможете смотреть наш канал до 1 марта. Однако, несмотря на то, что договор между телеканалом «Совершенно секретно» и «НКС-Медиа» («дочка» компании ОАО «Ростелеком») действует до указанного времени, по решению оператора происходит веерное отключение сигнала по всей территории вещания. При этом региональных операторов дезинформируют, сообщая им, что наш телеканал закрылся. Мы просим Вас не верить этой информации! Наш телеканал работает, а наша редакция делает все для того, чтобы в феврале запустить Интернет-вещание, а вскоре после этого вернуться на экраны Ваших телевизоров! С уважением,

Редакция телеканала «Совершенно секретно».

ЯНВАРЬ, 18
«Новая газета»
Телекомпания «Советская Кубань»
Гражданская активистка Любовь Ковалева была задержана полицейскими перед зданием ГУВД Краснодарсого края. Пикет перед зданием ГУВД, по словам активистки, должен был стать продолжением протестного митинга, проходившего в поселке Лоо. Гражданские активисты требовали в ходе митинга отставки начальника поселковой полиции Владимира Мельникова. По утверждению участников митинга, поселковые полицейские активно участвуют в захватах земельных участков. Также в Краснодаре были задержаны журналисты «Новой газеты» и телекомпании «Советская Кубань», которые планировали освещать пикет перед зданием ГУВД. По словам журналистов, их машина была остановлена патрулем ДПС. Полицейские объяснили факт задержания тем, что автомобиль, по их данным, находится в розыске. Кроме того, журналистам объявили, что подозревают их в хранении оружия, и доставили их в полицейский участок.

ЯНВАРЬ, 18
Егор Кривенко

В Озерске (Челябинская область) суд признал законным увольнение главного редактора городской газеты. В ноябре 2012 года директор МУП «Озерский вестник» Егор Кривенко обратился в областную прокуратуру с заявлением по факту незаконной цензуру со стороны врио главы администрации Озерска Анатолия Баранова, который поставил резолюцию «не публиковать» на одном из проблемных материалов (см. монитор за ноябрь 2012 года). Спустя пару дней редактор получил от администрации города уведомление об увольнении. В пресс-службы мэрии заявили, что Кривенко был уволен как не прошедший шестимесячный испытательный срок. «Работодатель, принимая на работу молодого и амбициозного руководителя, рассчитывал на новаторские решения и неординарные подходы в деле развития МУП «Редакция газеты «Озерский вестник». От Егора Борисовича ждали модернизации предприятия, расширения сети рекламодателей, роста прибыли. Ожиданий Егор Кривенко не оправдал», – сетуют чиновники. Кривенко опротестовал свое увольнение в суде. Однако в ходе судебного заседания, состоявшегося 14 января, нарушений порядка увольнения со стороны работодателя, администрации Озерского городского округа, не были установлены. Исковые требования бывшего редактора не удовлетворены. Решение суда может быть обжаловано в течение месяца.

ЯНВАРЬ, 18
Артем Корецкий
Железнодорожный районный суд Пензы начал рассмотрение иска депутата Законодательного собрания Пензенской области от партии «Единая Россия», проректора государственного университета Сергея Егорова о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ответчиком является студент историко-филологического факультета ПГУ Артем Корецкий, редактировавший возмутивший депутата выпуск предвыборной газеты КПРФ. Газета тиражом 100 тысяч была выпущена перед прошлогодними выборами в областное заксобрание и содержала статью «Октябрята» о вырубке деревьев в районе Октябрьского сада и строительстве на этом месте элитного жилья. Среди представителей власти, проживающих в нем, был назван и Егоров. Единоросс не стал отрицать, что имеет элитный коттедж в «Октябрьском саду». Претензии истца сводятся к шести фразам из статьи, в которых говорится о том, что из-за Егорова Пензенский регион практически лишился независимых СМИ, а его жители потеряли право выбирать главу города. Кроме того, депутату не понравилось мнение автора статьи о том, что Егоров помогал некоторым олигархам «прихватизировать» городскую собственность, наказывал районных руководителей, не угодивших областной власти, был делегирован в депутаты Госдумы по партсписку «партии власти» за личные услуги господину бургомистру. В начале заседания представитель Егорова (сам единоросс явиться не соизволил) заявил об отказе от возмещения морального вреда. Два других требования остались прежними, а именно: признание сведений о Егорове не соответствующими действительности, порочащими его честь, достоинство и доброе имя; выпуск опровержения в виде 50-тысячной листовки А4. В завершение заседания стороны решили провести лингвистическую экспертизу текста, ставшего предметом спора. Ее заключение окажет решающее воздействие на дальнейший ход процесса.

ЯНВАРЬ, 18
Газета «Листок в Чемальском районе»
Управление Роскомнадзора по Республике Алтай направило главному редактору газеты «Листок в Чемальском районе» И. Головачевой письмо с требованием письменных объяснений по поводу одной из публикаций. «Управлением Роскомнадзора по Республике Алтай в ходе мониторинга средств массовой информации выявлены признаки нарушения в сфере персональных данных в еженедельнике «Листок в Чемальском районе», в статье «Движущая сила Чемальского района – 2012)», – сообщается в документе, подписанном руководителем Управления Роскомнадзора В. Ивановым. По мнению чиновника, издание нарушило Федеральный закон «О персональных данных», опубликовав рейтинг местных районных деятелей с указанием их фамилий, имен, отчеств и профессий. И теперь главный редактор издания должна в тридцатидневный срок предоставить в Управление копии письменных согласий лиц, перечисленных в этом рейтинге – а это 100 человек. Кроме того, с редакции требуют «письменные разъяснения, а также иные сведения и материалы по существу запроса».

ЯНВАРЬ, 18
Телевидение Ухты
В конкурсной документации на оказание услуг по информационному обслуживанию администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (Республика Коми) на телевидении прописана цензура: «п.4.1 Исполнитель представляет представителю Заказчика текст информационного материала, а также смонтированный информационный материал в записи до его выхода в телевизионный эфир. Представитель Заказчика согласовывает информационный материал».

ЯНВАРЬ, 20
Все СМИ
Для того чтобы проститься с криминальным авторитетом Асланом Усояном («Дед Хасан»), в Москву приехали сотни желающих. Похороны прошли на Хованском кладбище Москвы. На время похорон въезд на кладбище был частично ограничен. Представителей СМИ к месту похорон не допустили. Сотрудники охраны объяснили запрет потенциальной угрозой для репортёров. По их мнению, не исключено, что участники похорон, в случае каких либо помех со стороны посторонних лиц, могут принять жёсткие меры, характерные для данной среды.

ЯНВАРЬ, 20
Анатолий Жданов
«Комсомольская правда»
В Москве прошли похороны «Деда Хасана». Фотокорреспондент «Комсомольской правды» Анатолий Жданов снимал траурную церемонию, но это не понравилось охраннику одного из «гостей». Почти все собравшиеся прикрывали лица от камер воротниками, опускали шапки на глаза. Охранник попросил удалить сделанный снимок, Анатолий так и сделал. Но в этот момент подошел второй охранник «гостя», который был настроен куда агрессивнее: выхватил камеру, достал карту памяти, а фотоаппарат швырнул об асфальт. Но и этого ему показалось мало, он поднял разбитую камеру и отшвырнул в сугроб. Естественно, полиция никого не задержала.

ЯНВАРЬ, 21
Владислав Малышев
В Саратове продолжается уголовное преследование издателя газеты «Резонанс» (Саратов) Владислава Малышева. Эта история началась в мае 2010 года, когда В. Малышева несколько раз ударили ножом и перерезали горло, издатель чудом остался жив. Весной и осенью 2011 года состоялся судебный процесс над подозреваемым в совершении преступления. В ходе суда представители В. Малышева и он сам настаивали на невиновности подсудимого, потерпевший заявлял, что запомнил лица и потому точно узнал бы нападавшего, а подсудимый абсолютно не похож на преступника (см. монитор за июль 2011 года). В результате суд вынес оправдательный вердикт. Кроме того, в адрес начальника ГУВД Cаратовской области генерала Сергея Аренина суд вынес частное определение о недопустимости тех правонарушений со стороны сотрудников полиции, которые вскрылись в суде. В конце 2011 года Малышев написал заявление о возбуждении уголовного дела в отношении полицейских по поводу незаконных действий, допущенных в рамках расследования уголовного дела о нападении на него. Действия полиции фактически привели к тому, что розыском реальных преступников все это время никто не занимался. Однако добиться возбуждения уголовного дела против полицейских удалось лишь в апреле 2012 года, с третьей попытки. Дело было возбуждено по факту превышения служебных полномочий и фальсификаций, допущенных сотрудниками полиции. Тогда же Малышев заявил, что генерал Аренин и его заместитель Полтанов могут знать заказчиков покушения на его жизнь, но скрывают информацию. После этого сотрудники полиции возобновляют в четвертый раз уголовное дело против Малышева, несмотря на то, что с 2007 года оно уже трижды прекращалось за отсутствием в его действиях состава преступления. А в декабре 2012 года Малышева пытаются арестовать и отправить в СИЗО. Повод – изменение его места жительства, о чем он якобы не сообщил следователям. Кроме того, издателя также обвинили в том, что он «медленно» знакомился с материалами уголовного дела. Однако Малышев не мог быстро ознакомиться с материалами многотомного дела, так как в последнее время находился на лечении – последствия совершенного на него два года назад нападения не дают ему покоя до сих пор. Следователи несколько раз делали запросы в клинику о состоянии здоровья Малышева и о возможности его участия в процессуальных действиях. Главврач согласия на это не давал. А после выписки из клиники Малышев был задержан полицейскими, которые предъявили ему постановление руководителя следственной группы о приводе и доставили журналиста в следственное управление, а затем – в суд. В суде заместитель начальника отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления СК РФ по Саратовской области Елена Новикова потребовала изменить Малышеву меру пресечения на взятие под стражу. Однако судья Алексей Белов принял иное решение, избрав мерой пресечения домашний арест. Владислав Малышев считает, что репрессии в отношении него инспирированы руководством областной полиции, в том числе, за проект газеты «Резонанс» «Право на бесправие», в рамках которого уже опубликовано более десятка материалов о сомнительной деятельности правоохранителей. За помощь в оправдании невиновного человека, которого заставили сознаться в нападении на издателя в 2010 году, что полностью подтвердил суд, вскрыв массу фальсификаций со стороны сотрудников полиции. И за возбуждение по этим фактам уголовного дела, которого все-таки добился Малышев. Фигурантами данного уголовного дела стала группа высокопоставленных сотрудников областной полиции.

ЯНВАРЬ, 21
Первый канал
Слова режиссера Юрия Норштейна вырезали из трансляции Первого канала. Российский мультипликатор, народный артист страны на церемонии награждения лауреатов премии имени Владимира Высоцкого «Своя колея» прокомментировал смерть юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Режиссер высказал мнение, что причиной кончины юриста-разоблачителя могла стать «сердечная недостаточность» президента России Владимира Путина. Указанные слова не попали в эфир Первого канала, который транслировал церемонию, однако видеозапись выступления доступна на YouTube. Заявление аниматора стало ответом на слова Леонида Рошаля, который посетовал на нехватку врачей в России. Режиссер сказал, что ему это напомнило о другом эпизоде: «Когда Путин сказал: «Магнитский умер от сердечной недостаточности»... Я думаю, что Магнитский умер от сердечной недостаточности Путина и начальника тюрьмы...». Его речь была прервана овацией. Аудитор Hermitage Capital Сергей Магнитский, обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов, скончался в СИЗО «Матросская тишина» 16 ноября 2009 года. По версии правозащитников, уголовное преследование стало следствием конфликта между Hermitage Capital и «кастой неприкасаемых» – группой чиновников и силовиков, которые, как утверждает руководство фонда, похитили из бюджета 5,4 миллиарда рублей, которое и обнаружил Магнитский.

ЯНВАРЬ, 21
Газета «Коммерсант»
Бывшие защитники панк-группы Pussy Riot подали иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к нынешнему адвокату группы Ирине Хруновой и издательскому дому «Коммерсант». Как пишет в своем твиттере одна из защитников Виолетта Волкова, иск направлен в Тверской райсуд Москвы. «Это первый в череде исков к «Коммерсанту», – уточнил Марк Фейгин, другой член команды. «Мы долго ждали, но терпение наше закончилось. Теперь мы продемонстрируем, кто здесь «плохой» юрист», – добавил он. В издательском доме подтвердили факт подачи искового заявления, заметив, что Волкова, Фейгин и третий бывший защитник Pussy Riot Николай Полозов требуют с газеты «Коммерсант» по 500 тысяч рублей каждому. «Адвокатам Pussy Riot не понравилась статья «Панк-молебен донесся до Страсбурга», – объяснили журналисты причину обращения адвокатов в суд. В этой статье приводится объяснение Хруновой, почему участницы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина не могут рассчитывать на признание их ареста незаконным: «Когда адвокаты подали первую жалобу, суд попросил их прислать дополнительные документы, но они этого не сделали, так что жалоба даже не считается поданной. Подавать жалобу на арест второй раз уже нельзя, так как все сроки по закону вышли».

ЯНВАРЬ, 22
«Молодёжная газета Карелии»
«Молодёжная газета Карелии» в марте нынешнего года должна отметить своё 93-летие. Но большой вопрос – дотянет ли она до этой даты? По крайней мере, в январе вышел лишь один номер еженедельника, и нет никаких признаков, что в скором времени появится второй. С сентября прошлого года учредитель «Молодёжной газеты Карелии» не исполняет перед редакций финансовых обязательств, не отвечая на многочисленные письма журналистов, которых интересует вопрос: сохранится ли редакция в принципе? Учредитель молодежного издания, Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат, уклоняется от какого-либо документального оформления своей позиции. Хотя уже известно, что комбинат объявлен банкротом. Отчаявшись получить информацию напрямую, редакция уведомила республиканское управление Роскомнадзора, что в силу финансовых причин временно – понятие это в данном случае, правда, очень расплывчатое – прекращает выпуск газеты. При этом редактор Вера Буравова рассчитывают на то, что уж государственному-то надзорному органу будет дан учредителем ответ.

ЯНВАРЬ, 22
Евгений Фельдман
Прокуратура отказалась возбуждать уголовное дело в связи с нападением сотрудника охраны храма Христа Спасителя на журналиста «Новой газеты» Евгения Фельдмана. Об этом сам Фельдман написал в своем микроблоге. «Пришло письмо из прокуратуры об отказе в уголовном деле о нападении на меня охраны ХХС, – говорится в записи Фельдмана в Twitter. – Решили, что судить ЧОП РПЦ грешновато». Нападение на фотокора «Новой» произошло 15 августа, когда Фельдман снимал акцию в поддержку Pussy Riot. Поводом для подачи заявления о возбуждении уголовного дела по статье 144 («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов») стал видеоролик, на котором некий мужчина наносит (или пытается) нанести журналисту удар ногой (см. монитор за август 2012 года). Заявление журналистов было адресовано главе Следственного комитета Александру Бастрыкину. При этом Фельдман пишет, что отказ в возбуждении дела поступил из прокуратуры. О судьбе запроса, направленного в СК не сообщается.

ЯНВАРЬ, 22
Все СМИ
В центре Москвы, возле здания Госдумы прошла акция протеста гей-активистов против принятия закона о пропаганде гомосексуализма. На место акции пришли также гомофобы. В результате между сторонами произошла стычка. После акции нападению подверглись также несколько представителей СМИ.

ЯНВАРЬ, 22
Игорь Яшин
В 16 часов 50 минут в дежурную часть отдела МВД России по Тверскому району города Москвы поступила телефонограмма из 36 поликлиники о том, к медикам обратился старший редактор ТВ «Новости» Игорь Яшин. Журналист заявил, что в 12 часов возле здания Государственной Думы на Георгиевском переулке он был избит неизвестными. Диагноз поставленный в больнице: закрытый перелом носа со смещением. От Яшина было получено заявление, в котором он указал, что 22 января 2013 года в 11 часов 50 минут он находился возле здания Государственной Думы, где депутаты принимали закон о сексуальных меньшинствах. В это время на него напала группа неизвестных, устроила потасовку, в результате которой Яшин получил от неизвестного удар в область носа. Полиция проводит проверку.

ЯНВАРЬ, 23
ИА AmurMedia
Журналистов информационного агентства AmurMedia не пустили на пресс-конференцию губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта. Сначала, за неделю до пресс-конференции, начальник управления пресс-службы губернатора и правительства Хабаровского края Светлана Литвинова сообщила, что о проведении мероприятия ей ничего неизвестно. А спустя три дня уже заместитель Литвиновой, начальник отдела информационного обеспечения губернатора края Илья Климов заявил, что аккредитация на пресс-конференцию завершена. В день пресс-конференции, 23 января, представитель аппарата правительства Алексей Пустовит фактически запретил журналистам агентства посетить открытое публичное мероприятие. Директор юридического департамента медиахолдинга PrimaMedia (AmurMedia входит в его состав) Галина Антонец так прокомментировала действия властей: «Происшедшее лишний раз показывает степень боязни нынешнего руководства Хабаровского края действительно независимых СМИ. Вероятно, ему необходим полный контроль над тем, что пишут журналисты. Поражает то, что все это происходит в столице Дальневосточного федерального округа, где сконцентрированы все контролирующие и проверяющие органы всего региона. Действия должностных лиц, не допустивших журналистов на открытое, специально организованное для прессы мероприятие, по моему мнению, незаконны. Аккредитация при государственных органах и органах общественных объединений не является обязательным условием для посещения журналистами всех открытых мероприятий, проводимых органами власти. Не аккредитованные журналисты также вправе свободно посещать все открытые заседания государственных органов (п. 2 ст. 47 Закона «О средствах массовой информации») по предъявлении редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего его статус. Мы намерены обратиться в правоохранительные органы, чтобы они привлекли к ответственности лиц, не допустивших журналистов на пресс-конференцию. По-моему мнению, мы имеем дело с воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналиста, совершенным с использованием служебного положения, что может повлечь привлечение виновных к уголовной ответственности (по ст. 144 УК РФ) и реальному лишению свободы». Это не первый случай, когда органы власти пытаются воспрепятствовать журналисткой деятельности сотрудников ИА AmurMedia. В октябре прошлого года оперативные действия правоохранительных органов на несколько часов парализовали работу информационного агентства. По мнению редакции, это было связано с публикацией ряда объективных материалов, характеризующих неэффективную деятельность Вячеслава Шпорта на посту губернатора Хабаровского края (см. монитор за октябрь 2012 года). Тогда депутат Государственной Думы России от Дальнего Востока Алексей Корниенко резко отреагировал на ситуацию с обысками и изъятием компьютерной техники в офисе независимого информационного агентства AmurMedia. А лидер «Справедливой России» Сергей Миронов осудил действия хабаровских властей в отношении СМИ, назвав их «неверными и неправильными». Справка ФЗГ: ИА PrimaMedia – первое в Дальневосточном регионе электронное СМИ, оперативно представляющее всю информацию в свободном доступе. О росте его популярности говорят цифры: в 2005 году сайт ежедневно просматривали 3 тысячи человек, в 2006 – 6 тысяч, в 2007 – 9 тысяч, в 2010 году – 18 тысяч, в 2011 – уже 25 тысяч. Сайт агентства занимает лидирующие позиции по индексу цитируемости Яндекса среди информационных агентств Дальнего Востока.

ЯНВАРЬ, 23
Печатные СМИ
Главные редакторы десяти федеральных изданий и руководители Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой оставить киоски с прессой в транспортно-пересадочных узлах. Московское правительство планирует построить в 2013 году 132 «плоскостных транспортно-пересадочных узла» (ТПУ), которые позволят автомобилистам пересесть на общественный транспорт и тем самым помогут разгрузить столичные дороги. По проекту, с территории этих узлов должны быть выведены все объекты мелкорозничной торговли, включая киоски с прессой. «По нашим оценкам, в случае ликвидации в 2013 году в 200-метровой зоне ТПУ всех объектов мелкой розницы, включая более 430 объектов прессы, общее падение тиражей печатных СМИ составит около 25%, а тиражи городских газет упадут практически вдвое», – говорится в письме журналистов и продавцов прессы. В письме также говорится, что количество торговых площадей в городе и так уже в три раза меньше заявленного в нормативе правительства Москвы. Среди подписавших обращение главные редакторы газет Павел Гусев («Московский комсомолец»), Владимир Сунгоркин («Комсомольская правда»), Михаил Михайлин («Коммерсантъ»), Дмитрий Муратов, («Новая газета»), Владимир Гуревич («Московские новости»).

ЯНВАРЬ, 23
Александр Рылов
В Кировской области полиция пытается установить личность преступника, совершившего жестокое нападение на главу местного телеканала. Мужчине сломали челюсть, причем свидетелями нападения стали супруга и ребенок высокопоставленного журналиста. По словам руководителя пресс-службы УВД региона Сергея Баранцева, нападение на директора 1-го городского телевизионного канала Александра Рылова совершено утром в среду. Злоумышленник поджидал тележурналиста на выходе из его дома по улице Чапаева в Кирове. Когда Александр Рылов вышел на улицу вместе с женой и ребенком, преступник ударил его по голове. Со слов представителя полиции, у избитого тележурналиста диагностированы ушибы мягких тканей лица и перелом челюсти. В ходе начатого расследования были взяты показания у дворника. Он сообщил, что напавший на Рылова мужчина в течение, по крайней мере, десяти минут крутился во дворе, явно кого-то поджидая. «Для розыска нападавшего была задействована служебная собака, приметы нападавшего были незамедлительно переданы наружным нарядам полиции. Однако задержать его по горячим следам не удалось», – отметил Сергей Баранцев. Уголовное дело возбуждено по статье 116 УК РФ («Нанесение побоев из хулиганских побуждений»). «Полиция занимается расследованием. Определяем мотивы, выясняем, связано ли нападение на директора первого городского канала с его личной или трудовой деятельностью», – заключил Сергей Баранцев.

ЯНВАРЬ, 24
Газета «Известия»
Газета «Аргументы недели»
Газета «Коммерсантъ»
Газета «Комсомольская правда»
Арбитражный суд Москвы принял к рассмотрению иск «Аргументов недели» к Минэкономразвития и «Российской газете» с требованием аннулировать итоги конкурса на право публиковать сведения о банкротствах в 2013 году, пишет «Коммерсантъ». Истцы жалуются на то, что «Российская газета» получила преимущество в конкурсе благодаря госфинансированию. Минэкономразвития провело конкурс в декабре. В нем приняли участие «Известия», «Аргументы недели», «Коммерсантъ», «Комсомольская правда» и «Российская газета». До конкурса допустили только два последних издания, остальные либо были по итогам 2011 года убыточными, либо размер их шрифта не соответствовал требованиям. 18 декабря победителем была названа «Российская газета», «Комсомолка» отстала от нее на 12 баллов. Решающим критерием в оценке заявок была цена публикации за квадратный сантиметр. При максимальной цене 159,15 рубля с НДС «Российская газета» предложила 118 рублей, «Комсомольская правда» – 120 рублей. Остальные участники оказались недовольны таким результатом и пожаловались в правительство. Кабинет министров попросил Минэкономразвития еще раз изучить вопрос, но ведомство не нашло оснований для отмены конкурса. По мнению авторов жалобы, «РГ» – бюджетная структура, не способная конкурировать на рыночных принципах. В текущем году из федерального бюджета на финансирование газеты будет выделено почти пять миллиардов рублей. В то же время в конкурсе газета участвовала на общих основаниях с рыночными организациями. Помимо владельцев «Аргументов недели», в суд на Минэкономразвития подал и сам «Коммерсантъ». Слушания всех дел по данному вопросу пройдут в феврале.

ЯНВАРЬ, 24
Все СМИ
Представители Либерально-демократической партии России готовят к внесению в Госдуму законопроект о запрете на использование в СМИ иностранных слов при наличии российских аналогов. Наказывать за нарушение такой нормы либерал-демократы предлагают штрафами или увольнением провинившихся журналистов. «Русский язык нужно освобождать от мусора и иностранных слов», – заявил бессменный лидер ЛДПР Владимир Жириновский журналистам. И добавил, что в недрах его партии готовится законопроект, согласно которому «нельзя использовать иностранные слова, если есть российские аналоги». «Постоянно в радиопередачах и в телепередачах звучат иностранные слова:«дилер», но есть же русское слово – «посредник», «бутик» – «лавка», но нет, «бутик»!». Специалисты говорят, что не только в разговорном русском языке, но и в публичной сфере слово «содержание» сменилось на «контент», «тенденции» – на «тренд», а «марка» – на «бренд». Известный журналист, ведущий радиостанции «Эхо Москвы» Матвей Ганапольский с сожалением констатирует, что Жириновский и его коллеги направляют свою энергию на совершенно не нужные вещи, отвлекая парламент от важных проблем. «Мне кажется, что это обычный пиар, к которому приобщился и Владимир Вольфович Жириновский, чувствующий, что его политическая карьера заканчивается. К сожалению, вот так бесславно, потому что он – человек разумный. Он мог бы сделать какой-то нормальный законопроект, высказаться против антидетского закона, но мы видим, что нужно, например, назвать газету «Коммерсантъ» – газетой «Торговецъ». Это знаете, о чем говорит? Что это не Владимир Вольфович такой дурак, а это совершенно ненормальная политика в Российской Федерации. К сожалению», – считает Матвей Ганапольский.

ЯНВАРЬ, 24
Все СМИ
Докладчик ПАСЕ по состоянию свободы СМИ в Европе Матс Йоханссен призывает комиссара СЕ по правам человека подготовить доклад о мерах, предпринимаемых российскими властями для «борьбы с фактической безнаказанностью многочисленных убийств журналистов и правозащитников в России». В поступившем в распоряжение РИА Новости документе говорится, что Йоханссен призывает Следственный комитет Российской Федерации «продолжать работу, ранее начатую другими следственными органами, периодически публиковать отчеты о своей работе и установить нормы надлежащей практики и судебного надзора». Докладчик ПАСЕ «осуждает многочисленные покушения на журналистов» СМИ, специализирующихся на расследованиях, а также «угрозы в адрес лиц, сотрудничающих» с такими СМИ. Йоханссен призывает компетентные органы «проводить надлежащие расследования по таким делам с тем, чтобы привлекать к ответственности заказчиков».

ЯНВАРЬ, 25
Радио «Эхо Москвы»
По инициативе омских коммунистов в регионе может быть возобновлено вещание «Эха Москвы», прекращенное по желанию депутата от «Единой России». Многие омичи не смирились с тем, что после Нового года на частоте 105 FM умолкло радио «Эхо Москвы». Формально вроде бы нет оснований утверждать, что в его молчании скрыты какие-то политические мотивы. Как объясняет руководство телерадиокомпании «Антенна-7», владеющей указанной частотой, прекращено вещание по причинам чисто экономическим: расторгнут договор о сетевом партнерстве с радиостанцией из-за того, что в Омске под ее передачи плохо собиралась реклама. И доля правды, без сомнения, в таком объяснении есть. В местном эфире от этого радио на протяжении многих лет оставалось одно название: вещало оно преимущественно о достижениях областных властей, не забывая упомянуть при всяком удобном случае главного слушателя. Задача поиска прочих рекламодателей для омского «Эха Москвы» была далеко не главной, поскольку существовало оно за счет бюджетных вливаний: на освещение деятельности облправительства, в одном его лице в основном. Тогдашний глава области не скупился, о чем мы также рассказывали (в бюджете 2012 года, к примеру, на содержание СМИ было отведено более 400 млн. рублей, и большей частью эти ассигнования шли на развитие телерадиовещания). В мае прошлого года Леонида Полежаева сменил не похожий на него, как и на большинство глав регионов, Виктор Назаров. Первым делом он сократил дотации средствам массовой информации, часть их, в том числе и местное «Эхо», были отлучены от региональной казны. Со сменой власти в регионе «Антенна-7» лишилась экономической мотивации держать у себя данный актив. Да и политической: принадлежит ТРК крупнейшему в Омске бизнесмену, депутату-«единороссу», близкому бывшему областному главе Валерию Кокорину. Его собственных политических амбиций, очевидно, не хватает для наполнения омского вещании, а московское не отвечает задачам, стоящим перед партией, от которой избран он в горсовет. Поэтому, вероятно, и принято решение запустить на 105 FM ретрансляцию федеральной станции Love radio, играющего круглосуточно легкую музыку, не напрягая политическую обстановку в стране и мозги ее населения. Так возникла в Омске парадоксальная ситуация: с приходом на смену авторитарному губернатору демократа заглохла в местном эфире самая демократичная радиостанция. Исчезновение ее вызвало возмущение у множества сторонников КПРФ. По их просьбам на заседании Заксобрания 24-го января фракция коммунистов вынесла на обсуждение предложение вернуть в Омск «Эхо Москвы», выделив на это средства из областного бюджета. «К нам поступает масса обращений, звонков от совершенно разных людей – отметил лидер фракции Андрей Алехин – И как-то надо на это реагировать. Надо поискать вариант». Идею поддержал «справедливоросс» Алексей Провозин: «Есть много прецедентов, когда государство напрямую субсидирует бизнес, который в силу своей социальной значимости является малоприбыльным, но он нужен обществу. Надо, чтобы на территории Омской области это радио все-таки вещало». В ответ губернатор напомнил депутатам, что когда принимался бюджет на 2013 год, они же сами и требовали сокращения расходов на СМИ, которые по их инициативе были уменьшены на 30 млн. руб. Впрочем, Виктор Назаров ничего не имеет против данной радиостанции: он предложил оппозиционным фракциям поискать бизнес, который мог бы выкупить свободную частоту. «Такие варианты сейчас рассматриваются – сказал корреспонденту ФЗГ представитель КПРФ в областном парламенте Адам Погарский – Предложением заинтересовались близкие к партии предприниматели, но говорить о каком-то решении пока рано: затраты на возобновление вещания требуются немаленькие – надо все просчитать.

ЯНВАРЬ, 25
Михаил Сазонов
В Москве у здания Госдумы задержаны около 20 участников акции против гомофобии. Полиция и «православные активисты» разогнали участников «Дня поцелуев». Задержаны почти все участники пикета против гомофобии и несколько гомофобов. Кроме того, был задержан и избит корреспондент «Ридуса» Михаил Сазонов. При задержании Сазонов предъявил полицейскому журналистское удостоверение, однако отпущен не был, а получил удар по голове от одного из «православных активистов». Сазонов доставлен в ОВД «Тверской»; отпускать его отказываются. Журналист написал заявление об избиении.

ЯНВАРЬ, 25
Журнал «Дош»
В Ингушетии по распоряжению властей республики из продажи изъяты несколько выпусков журнала «Дош», утверждает заместитель главного редактора издания Абдулла Дудуев. Советник главы республики Беслан Цечоев и генеральный директор аэропорта «Магас», на территории которого распространялся журнал, информацию об изъятии издания категорически отвергают. «О том, что наш журнал изъят из продажи, нам сообщил один из распространителей, который настойчиво просил не указывать своего имени. По его словам, указание о запрете распространения нашего журнала поступило непосредственно из администрации главы Республики Ингушетия», – рассказал Абдулла Дудуев. Источники, по словам Дудуева, утверждают, что из обращения полностью изъят тираж нескольких последних выпусков журнала, а в аэропорту «Магас» из продажи изъят весь тираж журнала «Дош». Последний выпуск журнала в 2012 году открывался материалом «А люди продолжают исчезать», где приводится хроника похищений жителей Ингушетии за год. Темами выпусков журнала в 2012 году были падение рейтинга доверия населения Ингушетии к главе республики. «После публикации результатов опроса люди из ближайшего окружения Юнус-Бека Евкурова обвиняли нас в заказном характере этого материала и тут же предлагали провести новый опрос с желательными для них результатами. Когда они поняли, что из этого ничего не получится, глава Ингушетии лично предлагал своей пресс-службе в судебном порядке привлечь нас к ответственности, недвусмысленно намекая на якобы заказной характер проведенного опроса», – пояснил Дудуев. Советник главы республики Беслан Цечоев, в свою очередь, сообщил, что информация об изъятии журнала «Дош» не соответствует действительности. «У нас в республике такие вещи, как изъятие журналов, не практикуются. Учитывая отношение Юнус-Бека Евкурова к свободе слова и к СМИ в Ингушетии, допустить, что он мог отдать распоряжение об изъятии журналов, просто невозможно! Он занимается решением более важных, более глобальных для республики вопросов», – утверждает Цечоев.

ЯНВАРЬ, 26
Александр Комельков
В Санкт-Петербурге возле консульства Нидерландов после акции, посвященной погибшему другороссу Александру Долматову, задержали дальневосточного журналиста Александра Комелькова. Об этом корреспонденту «БалтИнфо» сообщили соратники участников акции. По их словам, журналист доставлен в 78-й отдел полиции. Он представляет газету «Арсеньевские вести». Напомним, что сегодня у консульства Нидерландов на набережной реки Мойки неизвестные разбрызгали жидкость, напоминающую кровь. При этом они возложили ответственность за гибель другоросса Александра Долматова на спецслужбы двух стран – России и Нидерландов. Активист «Другой России» Александр Долматов покончил с собой 17 января в Роттердаме, в лагере для депортируемых, откуда его должны были переправить в Россию. В Нидерланды Долматов попал из Украины, куда в июне 2012 года бежал из-за опасений преследования по «болотному делу».

ЯНВАРЬ, 28
«Pro Город»
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашии отказала республиканскому УФСИН в удовлетворении апелляционной жалобы к чебоксарской газете в полном объеме. Об этом в Межрегиональную правозащитную Ассоциацию «Агора» сообщил председатель Чувашской правозащитной организации «Щит и меч» Алексей Глухов. Верховный суд Чувашии оставил в силе решение Ленинского районного суда Чебоксар, который 8 ноября 2012 года отказал УФСИН РФ по Чувашии, сотруднику ведомства, а также и.о. начальника колонии №6 в удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации. Поводом для иска послужил опубликованный в газете «Pro Город Чебоксары» 21 июля прошлого года текст «Осужденные порезали себе вены». В нем была описана конфликтная ситуация, когда после ввода в колонию бойцов отряда особого назначения ФСИН, пострадали осужденные, некоторые из которых в знак протеста вскрыли себе вены. В иске УФСИН посчитал несоответствующей действительности и порочащей деловую репутацию ведомства и колонии №6 переданную со слов осужденных информацию о том, что сотрудники отряда специального назначения вместе с работником колонии избили одного из них резиновой дубинкой и что еще один осужденный рассказал об унижении, когда голову засовывают в унитаз. Также УФСИН не понравилось описание вида осужденных после ввода спецназа, в частности, «левая рука была забинтована», «ноги цвета сливы с отпечатками резиновой дубинки», «из пяти пальцев мог шевелиться только мизинец», «нос опух от удара, а на лбу видны ссадины». Кроме того, и.о. начальника колонии №6 Николай Николаев и сотрудник УФСИН Иван Веников были возмущены, что именно их фотография сопровождала вышедший в газете и на сайте материал. Они требовали по 250 тысяч рублей компенсации за использование их фотографий без разрешения, которые сопровождали, по их мнению, негативный текст о колонии. УФСИН требовал опровержения в газете (см. монитор за ноябрь 2012 года).

ЯНВАРЬ, 28
Газета «Приамурские Ведомости»
Тираж газеты «Приамурские Ведомости» (Хабаровск) «не доехал» до киосков «Союзпечати»: как стало известно представителю отдела распространения газеты, номера, которые должны были попасть в продажу в понедельник, были выкуплены еще в субботу неизвестными лицами. В понедельник утром в редакцию газеты стали звонить читатели с просьбой разъяснить ситуацию об отсутствии номера в кисках «Союзпечати». Начав выяснять ситуацию, сотрудники «ПВ» узнали, что предложения выкупить весь тираж номера поступали в отдел распространения еще в пятницу. А в субботу, по информации источника в «Союзпечати», весь тираж, который должен был выйти в продажи в киосках организации, был выкуплен неизвестными лицами. Как сообщил источник, причиной столь неожиданного интереса к газете мог стать материал на третьей полосе «ПВ» – интервью с заместителем председателя Совета Федерации Вячеславом Штыровым под заголовком: «В настоящий момент инвестиционная привлекательность Дальнего Востока почти нулевая».

ЯНВАРЬ, 28
Антон Красовский
Журналист Антон Красовский больше не работает на телеканале Kontr TV, который он запустил вместе с писателем Сергеем Минаевым. Об этом «Газете.Ru» сообщил источник на телеканале, сказав, что Красовский «был уволен». Уход журналиста также широко обсуждается в соцсетях; о том, что он больше не работает на Kontr TV, в своем микроблоге Twitter, в частности, написал Роман Доброхотов. «Слушайте, а Красовского-то и правда уволили с контр.тв и выпилили все упоминания с сайта...» – сообщил Доброхотов. Кроме этого, в минувшую пятницу генеральный директор телеканала Сергей Комаров опубликовал в своем микроблоге якобы скриншот сообщения Красовского, в котором говорится, что журналист не может работать на телеканале, «где ничего не значит». Комаров добавил, что «просьба была удовлетворена». Сам Красовский ситуацию не комментирует, а главный редактор телеканала Сергей Минаев оказался недоступен для разговора и в течение нескольких часов не отвечает на звонки. Информация о том, что Красовский оставил телеканал, появилась после эфира программы Angry Guyzzz, вышедшей 25 января, где обсуждался закон о запрете пропаганды гомосексуализма, принятый в этот день Государственной думой в первом чтении. В эфире программы Красовский заявил, что депутаты, проголосовавшие за «антигейский» закон, голосовали против самих себя. «Я – гомосексуал. И я такой же человек, как вы. Как наш президент, как премьер, как и др. люди в АП (администрации президента – прим. «Газета.Ru») или правительстве», – цитируют в соцсетях заявления журналиста. Вскоре после этого с сайта телеканала Kontr TV была удалена страница собственной передачи Красовского «Обойма».

ЯНВАРЬ, 29
Казбек Геккиев
В Нальчике убит подозреваемый в убийстве журналиста ВГТРК Казбека Геккиева. Об этом сообщается на сайте МВД России. Речь идет о Зейтуне Базиеве (Бозиеве). Его называли претендентом на пост «амира Нальчика» (предыдущий «амир» был ликвидирован в сентябре 2012 года). По данным СМИ, Бозиев совершал громкие убийства, чтобы привлечь внимание лидера боевиков Доку Умарова. Базиев был блокирован сотрудниками полиции в здании автомастерской на улице Иданова, 32. Он открыл по силовикам огонь из пистолета, и был убит ответными выстрелами. У ликвидированного боевика обнаружен паспорт на имя Базиева Зейтуна Махтиевича, 1982 года рождения. Расследование убийства Геккиева продолжается. Журналист ВГТРК был убит в Нальчике 5 декабря выстрелом в голову (см. монитор за декабрь 2012 года).

ЯНВАРЬ, 29
Тимофей Бутенко
Наталья Курочкина
Газета «Наша Версия»
Вечером в Саратове в фойе здания ОАО «Нефтемаш» было совершено нападение на корреспондента газеты «Наша Версия» Тимофея Бутенко и фотокорреспондента этого издания Наталью Курочкину. Журналисты прибыли на официальное мероприятие – общее собрание членов ТСЖ-1 Фрунзенского района по приглашению собственников жилья этого товарищества, которые считают, что в ТСЖ-1 творятся безобразия и просили прессу осветить деятельность представителей ТСЖ и Ассоциации ТСЖ Фрунзенского района, возглавляет которые сын бывшего главы районной администрации Владимир Фадеев. Журналисты газеты «Наша Версия» не успели зарегистрироваться, чтобы пройти на мероприятие. Как только представители ТСЖ-1 увидели удостоверение корреспондента, в фойе появились двое неизвестных людей в медицинских масках. Они набросились на фотокорреспондента, пытаясь отобрать и разбить фотоаппарат. Когда второй корреспондент издания попытался предотвратить эти действия со стороны неизвестных, они вытолкали обоих представителей прессы на улицу и уже там один из нападавших нанес несколько ударов кулаком корреспонденту по лицу. Когда нападавшие поняли, что журналисты намерены вызывать полицию, они скрылись в помещениях ОАО «Нефтемаш». На место происшествия прибыли два наряда полиции. Стражи правопорядка ожидают окончания собрания членов ТСЖ-1 Фрунзенского района, чтобы опросить свидетелей. Кроме того, полицейским должны предоставить записи видеокамер, которые установлены в фойе здания и на улице. По заявлению корреспондента будет проводиться проверка.

ЯНВАРЬ, 30
Все СМИ
Организация Reporters Sans Frontières («Репортеры без границ») 30 января опубликовала доклад «Индекс свободы прессы 2013». В документе содержится информация о положении прессы в 179 странах мира. Составители документа рассматривают много критериев, от существующего в стране законодательства до наличия или отсутствия фактов насилия над журналистами. И, хотя «Индекс свободы прессы» не учитывает напрямую существующую в той или иной стране политическую систему, демократические страны занимают вершину списка, в то время как государства с диктаторскими режимами занимают последние места в индексе. По словам генерального секретаря этой организации Кристофа Делуара, «демократические государства обеспечивают лучшую защиту свободы производства и распространения информации, чем страны, где права человека презирают». Три первых места занимают те же самые три европейские страны, которые возглавили индекс в прошлом году – это Финляндия, Нидерланды и Норвегия. В десятку лучших вошли также Люксембург, Андорра, Дания, Лихтенштейн, Новая Зеландия, Исландия и Швеция. А замыкают список Туркмения, Северная Корея и Эритрея, страны, где ситуация с прессой самая худшая. Что касается России, то, по мнению экспертов, наша страна опустилась на шесть позиций по сравнению с предыдущим индексом RSF и занимает теперь 148 позицию. Ситуация со свободой слова в России ухудшилась после возвращения Владимира Путина на пост президента, а «усиление репрессий стало ответом на беспрецедентную волну оппозиционных протестов», – говорится в документе. Его авторы упоминают возвращение в число уголовных преступлений клеветы, а также усиление контроля Интернета. Кроме того, отмечается безнаказанность тех, кто нападает на журналистов. Из стран бывшего СССР лучшая позиция и Эстонии (11 место). Далее следуют Литва (33), Латвия (39), Молдавия (55), Армения (74), Грузия (100), Киргизия (106), Таджикистан (123), Украина (126), Азербацджан (156), Белоруссия (157), Казахстан (160), Узбекистан (164), Туркмения (177). Стоит отметить, что Франции эксперты отвели 37 место, Германии – 17, Великобритании – 29, США – 32, Италии – 57. В последней десятке – Йемен (169 место), Судан (170), Куба (171), Вьетнам (172), Китай (173), Иран (174), Сомали (175), Сирия (176) и упомянутые уже Туркмения, Северная Корея и Эритрея.

ЯНВАРЬ, 30
Оксана Пушкина
В Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти поступил иск против известной телеведущей Оксаны Пушкиной, из которого следует, что Пушкина взяла в основу своей новой программы «Я подаю на развод!» чужую идею. С иском в суд обращается Ирина Афанасьева, которая придумала программу «Внутренний голос». Афанасьева ознакомила с концепцией передачи Оксану Пушкину, более того, показала ей пилотный выпуск. На протяжении полугода Пушкина и Афанасьева планировали встретиться и обсудить совместную работу. Однако неделю назад стало известно, что Пушкина запускает свою передачу в эфире Первого канала. Заявительница уверена, что в основу взяты ее идеи. «Для меня принципиально получить признание за мной авторских прав на новую программу, которая готовится к выходу на Первом канале. До официального решения суда, надеюсь, программа не будет выходить в эфир. При этом, я готова к конструктивному диалогу с создателями «Я подаю на развод!» и четкому определению моей роли в этом проекте», – говорит заявительница.

ЯНВАРЬ, 30
Сергей Доренко
Глава «Российских железных дорог» Владимир Якунин подал в Кунцевский районный суд Москвы иск о защите чести и достоинства к известному журналисту и ведущему, главному редактору «Русской службы новостей» Сергею Доренко. Глава РЖД требует взыскать с Доренко 80 тысяч рублей. Поводом послужила критика, высказанная журналистом в адрес руководства РЖД в утреннем эфире 14 ноября прошлого года. «Страна огромная у нас, и работа на РЖД – это не работа мешочника и продавца петрушки, это работа политическая, работа в которой он должен объединять страну, помогать руководителям, помогать президенту», – сказал тогда Доренко. Вместо этого, – предположил в эфире журналист, – Якунин фактически начал шантаж власти, отменив поезда пригородного сообщения и целый ряд маршрутов, благодаря чему, по выражению журналиста, людям вскоре придется ехать из Кемерово в Новосибирск через Москву. «Якунин абсолютно бесстыже пренебрёг политической ролью, которая ему отведена в стране и пытался вести себя как дешёвый мешочник. Я считаю, что это он должен мне 80 тысяч», – прокомментировал информацию о судебном иске Сергей Доренко.

ЯНВАРЬ, 30
СМИ Республики Коми
На сессии Совета Сыктывкара (Республика Коми), состоявшейся 19 декабря 2012 года, народные избранники почти единогласно отстранили Николая Моисеева от должности председателя комиссии по бюджету, налогам, экономическому развитию и городскому хозяйству. Поводом для низложения Моисеева стало его безответственное, как полагают депутаты, отношение к своим должностным обязанностям. После решения кадрового вопроса Николай Моисеев пообещал жесткие разборки общественникам, журналистам и депутатам. Уже 24 декабря он направил в суд несколько исковых заявлений на общую сумму почти в миллион рублей. Так, с четырех средств массовой информации народный избранник намерен взыскать по 100 тысяч рублей за попранную, по его мнению, честь и приниженное достоинство.

ЯНВАРЬ, 30
Федеральные телеканалы
Каналам Центрального телевидения даны указания минимизировать количество сюжетов с участием премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Особенно это касается его поездок в регионы страны. Об этом пишет издание «Аргументы недели». При этом в указаниях уточняется, что если без сюжета о Медведеве никак не обойтись, то журналистам рекомендуется делать акцент на кадрах с неудачной мимикой премьера, а также с неудачными высказываниями. При этом акцентировать внимание стоит на заседаниях правительства РФ, особенно когда там обсуждаются непопулярные у населения вопросы, например, по мерам по ограничению курения или увеличению штрафов за нарушения правил дорожного движения. Или по тем вопросам, которые рядовым россиянам безразличны, допустим, о проведении Интернета в деревню. Для информационно-аналитических программ вполне допустимы блоки о сложной социально-экономической ситуации. Подавать их следует как отдельные примеры и недостатки при общей положительной ситуации.

ЯНВАРЬ, 30
Интернет в Костромской области
Антиконституционную практику интернет-цензуры опробуют в Костромской области. По сообщению «Известий» и интернет-ресурса roem.ru, в феврале 2013 года скандально известная своими претензиями на ведение реестра запрещённых сайтов «общественная организация» Лига Безопасного Интернета подписала договор о взаимодействии с губернатором Костромской области и всеми местными операторами связи. «Мы встречались со всеми операторами связи, оказывающими услуги в тестовом регионе. Они готовы. Для этого изменят договор и перезаключат его с абонентами, – пояснил «Известиям» исполнительный директор ЛБИ Денис Давыдов. – У граждан будет по умолчанию включен «чистый интернет». Если кто-то пожелает смотреть порнографию, сцены насилия и жестокости, то он говорит, что хочет выключить «чистый интернет» и предупрежден о том, что в этом случае содержимое интернет-страниц может быть вредно – все риски пользователь берет на себя. Для этого ему нужно будет сообщить оператору связи о своем решении любыми доступными способами: подписать дополнительный договор, либо поставить галку в личном кабинете, либо как-то иначе». Дальнейшие пояснения представителя ЛБИ показывают, что речь идёт о принудительном ограничении доступа в интернет неким «белым списком» – т.е. доступ к ресурсам, которые отсутствуют в списке, составленном экспертами Лиги, просто не будет предоставляться. Roem.ru утверждает, что тестовым регионом является Костромская область. Редакция АПН, в свою очередь, считает, что практика «фильтрации по умолчанию» и идея тотального перезаключения договоров с абонентами не только противоречат статье Конституции РФ, запрещающей цензуру, но и впрямую нарушает положения законодательства, защищающего тайну связи, в том числе Федеральный Закон «О связи». Нам представляется, что по факту действий Лиги Безопасного Интернет и Костромской администрации нужно не бравурные отчёты в газеты рассылать, а органам прокуратуры проводить проверки и заводить уголовные дела. Так же деятельностью Лиги и прочих самозванных цензоров должны были бы заняться по своей линии такие органы как ФАС, Роскомнадзор и Роспотребнадзор.

ЯНВАРЬ, 31
Телевидение
Полиция в Новочеркасске (Ростовская область) пресекла деятельность нелегальной студии, владельцы которой организовали противозаконное вещание более 60 спутниковых телеканалов, сообщила официальный представитель Управления «К» МВД РФ Лариса Жукова. «Сотрудники отдела «К» совместно со следователями управления МВД по Ростовской области пресекли деятельность организованной группы, занимавшейся незаконной ретрансляцией каналов спутникового телевидения», – сказала Жукова «Интерфаксу». По данным полиции, организатором группы, в которую, по предварительным данным, входили шесть человек, являлся дважды судимый 40-летний мужчина. «В 2010 году он приобрел на несколько десятков миллионов рублей оборудование, позволяющее вести телетрансляции, и поместил его в обычную квартиру жилого дома в Новочеркасске, организовав, таким образом, студию вещания», – сказала Жукова. Указанное оборудование, по ее словам, принимало видеосигналы, которые впоследствии декодировались и направлялись в оптоволоконную сеть. «Мужчина с сообщниками широко рекламировал возможность подключения к кабельному телевидению через объявления в Интернете, местных газетах и журналах. Вскоре «фирма»тала крупнейшей в городе и пригороде по предоставлению кабельного телевидения, осуществляя вещание 60 каналов спутникового телевидения, в том числе и всех центральных. Еще 5 каналов работали в тестовом режиме и были готовы к запуску в ближайшее время», – сказала представитель управления МВД. Она отметила, что ежемесячный доход от незаконного бизнеса составлял более одного миллиона рублей. «В ходе обысков обнаружены и изъяты компьютеры, ретрансляционное и каналообразующее оборудование», – сказала Жукова. По ее словам, возбуждено уголовное дело по статье 146 УК РФ («Нарушение авторских и смежных прав»), предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет. «Ущерб, который понесли правообладатели, в настоящее время устанавливается», – добавила собеседница агентства.

ЯНВАРЬ, 31
Все СМИ
Международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала очередной ежегодный отчет о положении с правами человека в мире (The World Report 2013). Новый доклад анализирует данные по итогам 2012 года. В текущем докладе рассматриваются ключевые проблемы в 90 странах мира. По каждой стране обозначаются основные проблемы, оценивается степень свободы и состояние гражданского общества. В этом году раздел доклада, посвященный России, озаглавлен: «Россия: Беспрецедентное наступление на права и свободы». В документе отмечается, что в минувшем году ситуация с правами человека в России значительно ухудшилась, так как российские власти развернули самые масштабные репрессии против гражданского общества за всю постсоветскую историю. Массовые протесты, последовавшие за парламентскими выборами в декабре 2011 года, казалось бы, заставили власть заговорить о политических реформах, – говорится в докладе, – однако за возвращением Владимира Путина в Кремль последовали стремительный демонтаж скромных либеральных преобразований периода президентства Дмитрия Медведева и беспрецедентное наступление на гражданское общество. Во второй половине 2012 года законодательно были введены существенные ограничения на свободу слова и выражения мнения, свободу собраний и свободу ассоциаций. Продолжались нарушения прав человека в связи с действиями силовых структур на Северном Кавказе. После возвращения Владимира Путина в Кремль в мае 2012 года парламентское большинство правящей партии «Единая Россия» обеспечило принятие целого ряда законов, вводящих серьезные дополнительные ограничения для гражданской деятельности. В июне санкции за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий были ужесточены и по суровости стали сопоставимы с уголовными, восстановлена уголовная ответственность за клевету и введены дополнительные ограничения на свободу информации в Интернете. Также в июне неправительственные организации, занимающиеся якобы «политической» деятельностью и получающие финансирование из зарубежных источников, обязали регистрироваться в качестве «иностранных агентов», что можно расценивать как инициативу, направленную на дискредитацию неправительственных организаций в глазах общества. В ноябре уголовный состав государственной измены был расширен таким образом, что под него теоретически можно подвести даже участие в международной деятельности по поощрению и защите прав человека. В канун 2013 года президент подписал закон, позволяющий приостанавливать деятельность и замораживать в России активы тех неправительственных организаций, что занимаются «политической» деятельностью и пользуются финансированием от американских граждан или организаций.

ЯНВАРЬ, 31
Все СМИ
В Мосгорсуде имеется конфликт интересов. С одной стороны, журналист по закону имеет право на производство аудиозаписи и фотосъемок, с другой – приставы «обеспечивают безопасность» внутри здания. Поэтому, если вы решили зайти на открытый процесс в Мосгорсуд, на входе у вас заберут всю аудио- и видео аппаратуру, и дадут номерок от ответственного за хранения полицейского (еще распишитесь в журнале о передаче вашей аппаратуры на хранение). Официально процедура возможности вноса аппаратуры такова: за пару дней издание должно написать официальный запрос на официальном бланке с подписью редактора и выслать его в пресс-службу Мосгорсуда. Затем должен последовать ответ, в котором указаны (из запроса) номера аппаратуры, имена журналистов и дата проведения съемки. Но – не исключен факт того, что вы можете не получить такой ответ. Кто и как определяет счастливчиков – не совсем понятно. По мнению некоторых, дело попахивает цензурой. Всего несколько раз под дверьми зала суда были замечены люди с фотокамерами. Они вылавливали момент, когда подсудимого под конвоем вели в зал суда. При этом конвойные и кружащие вокруг них УИНовцы иногда расталкивали фотографов в стороны. Однажды фотограф, ведущий съемку сбоку от проходящего мимо конвоя, был просто отброшен в сторону со словами: «Не снимать!». Но он никому не мешал. Почему «не снимать» и кто это санкционировал – непонятно. В зал заседаний людей с аппаратурой не пускают. Хотя был прецедент, когда прессу запустили в зал всего на 15 минут до начала заседания. Чтобы снять подсудимого в стеклянной камере. Снимать же гособвинителей нельзя. А однажды (по другому делу) прокурор сказала: «Чего вы снимаете? Знала бы – закрыла процесс вообще». Поражает скромность наших госслужащих. Но при этом, несмотря ни на что, в зале всегда присутствует оператор пресс-службы суда. Он пишет все и всегда. 28 января его камера была постоянно направлена строго на адвокатов подсудимого (оператор даже сел рядом со штативом на скамейку отдохнуть). Куда идет запись? Аудиозапись процесса производится постоянно. Свидетелям не разрешают говорить, пока они не пододвинут микрофон ближе к себе. Плюс секретарь суда, стенографирующая процесс. Плюс меняющие угол камеры наблюдения внутри каждого зала. Зачем нужно снимать процесс на полупрофессиональную видеокамеру и только одному единственному избранному? Ответ на этот вопрос дал адвокат Мурад Мусаев 28 января. Он был недоволен тем, что не всем журналистам вообще удается попасть в зал, тем более снять происходящее, в то время как один из операторов всегда и без проблем работает в зале. Он также рассказал, что производимые в зале записи чудесным образом оказываются в распоряжении Следственного комитета. И что видеозаписи суда опять же чудесным образом оказались в распоряжении авторов программы «Человек и закон». Если эта запись производится для СМИ – то почему бы самим СМИ не снимать в зале? Почему приставы не разрешают видеозапись даже у выхода из суда, в фойе здания, и съемку многим приходиться проводить на морозе и при плохом освещении? Чтобы представить картинку до конца: однажды журналистка сфотографировала на телефон находящегося в клетке подсудимого во время перерыва. Это заметил пристав. Девушку заставили стереть фото, о «ЧП» было сообщено всем участникам процесса с предложением (по их желанию) удалить журналистку из зала. Затем пришел начальник приставов, провел с журналисткой беседу и предупредил, что если еще раз такое будет замечено – у входящих в зал будут отбирать мобильные телефоны...

ЯНВАРЬ, 31
СМИ Челябинской области
В Челябинской области – всплеск очередной информационной войны, развязанной по инициативе губернатора и его команды. Под властным административным давлением СМИ региона стали свидетелями и невольными участниками нездоровых политических разборок, что не может не вызывать морального и нравственного отторжения у адекватно думающих журналистов. В журналисткой среде Челябинской области давно сформировались два негласных лагеря. Есть официальный Союз журналистов, в котором от силы членов 300 наберется, и тысячи журналистов по региону, не желающих вступать туда категорически. – А зачем туда вступать, – рассуждают они, – помочь он ничем не может и не хочет. У нас был даже такой одиозно-скандальный прецедент: председатель Союза журналистов, по указке властей, судился с журналистом(!). Это вместо защиты интересов последнего! Этот случай совсем подкосил репутацию Союза. Итог: тысячи сотрудников южноуральских СМИ предпочитают не замечать эту организацию, особенно когда вновь и вновь видят, как власть использует ее в своих манипулятивных целях. Последний факт: председатель регионального отделения Союза журналистов Александр Юрин комментирует события, связанные с обысками в кабинете «правозащитника», Владимира Филичкина, соратника губернатора. Обыски проводились факту клеветы Филичкина в адрес высокопоставленного федерального госслужащего. Событие интерпретируется как наступление на свободу слова всех журналистов Южного Урала, и от имени всех журналистов срочно пишется обращение в Союз журналистов России. – Я была готова подписаться под обращением Юрина в Союз журналистов России, но не увидела там подписей профессионалов, – прокомментировала ситуацию журналист и оппозиционный блогер Елена Москаленко, – например, Б. Киршина, Л. Шестёркиной, Е. Ткаченко. Для меня это мэтры с неоспоримым авторитетом, и мнение этих людей я уважаю. Но если под обращением только подписи сотрудников холдинга губернатора, то это явный стопроцентный политический заказ. Вряд ли там всё добровольно. Скорее всего, такой документ подписан под страхом увольнения или лишения премии. Союз журналистов Южного Урала собирает правление, но экстренное заседание почему-то проходит в неполном составе. – Нас, членов правления, на это заседание не позвали, – говорит заместитель председателя правления Союза журналистов Елена Вяткина, – Не было и моих коллег – Т. Строгановой, А. Никитиной, Б. Киршина. И получается, что Юрин взял на себя смелость говорить от имени всего журналистского сообщества и призывать всех журналистов на защиту действующей власти. А это не только противоречат этике журналиста, но и грубейшим образом нарушает закон о СМИ и Устав Союза журналистов. В адрес УФСБ по Челябинской области брошены обвинения от лица всей общественной организации. ФСБ всего лишь сопровождала обыски в кабинетах первого вице-губернатора О. Грачева и «правозащитника» В. Филичкина. Кабинет последнего по странному совпадению находится в помещении газеты «Вечерний Челябинск», (учредителем ИД «Вечерний Челябинск», кстати, является арестованный за хищения бюджетных средств советник губернатора А. Москалюк, вот почему еще там была ФСБ). Газета 100-процентно подконтрольна губернатору. – Я вижу заголовки «Обыски у журналистов» на фоне видеоряда с Грачевым, Скворцовым и Филичкиным. На сегодня никто из них не является журналистом. Это чиновники или общественные деятели. О чем кричим? Призываем в помощь госслужащим все журналистское сообщество России?! – рассуждает директор ИА «Мега-Урал» Алла Лупова. Кричать «караул, силовики душат свободу слова» преждевременно, пока идет следствие. Как частное лицо, журналист и гражданин Юрин имеет полное право давать оценки, делать заявления. А вот от лица даже немногочисленного Союза журналистов – нет. В Уставе регионального СЖ РФ чётко прописана его сугубо творческая направленность. Политика, поддержка склок, войн и разборок – на совести каждого. Среди журналистов, как и среди членов регионального правления Союза журналистов сегодня нет единодушия в оценке событий, которые за последний месяц вывели Челябинскую область в топ новостей о коррупции, взятках, откатах и арестах. Журналисты, может, и поддержали бы Грачева-Скворцова-Филичкина, но слишком агрессивной и диктаторской была их политика на протяжении двух лет. С момента прихода к власти М. Юревича Союз журналистов и СМИ области испытывают колоссальный прессинг со стороны команды губернатора. Медиа-патроны в лице Олега Грачева и Вадима Евдокимова провели варварские зачистки в региональной прессе, под жесткий тотальный контроль поставили каждый «боевой листок» в глухом закоулке. Госконтракты получает только медиа-холдинг, подконтрольный губернатору. Идёт захват всех медиа-ресурсов вплоть до получения прав редактировать материалы непосредственно на сайтах издания и подсчитывать количество публикаций с упоминанием имени губернатора. Такой тотальной цензуры еще не было! Не постеснялись и Дом журналистов отобрать, подаренный бывшим губернатором. Генеральный директор PR-агентства «ДЕКАБРЬ» Александр Оспенников уверен: для действующей пиар-команды областного правительства госконтракты стали отличным инструментом контроля за региональными СМИ и перекраивания информационной повестки в пользу Михаила Юревича. Контракты «заточены» под конкретного «победителя» – констатирует Оспенников, – за счет скрупулезного составления технических заданий, где четко прописаны названия и количество рубрик, посещаемость, тиражи и другие характеристики, да и цена вопроса, а в отдельных случаях и отката, согласована по телефону. В результате на свет появляется масса однотипно штампованных эпистолярных творений, восхваляющих Михаила Юревича и дискредитирующих его недругов. В итоге, не менее 90% СМИ полностью подконтрольны областному правительству.

ЯНВАРЬ, 31
Пресса Краснодарского края
Что нужно сделать, чтобы жители Краснодарского края читали по утрам только свежую прессу, обсуждали сегодня в краевом Союзе журналистов. Руководители крупнейших печатных изданий региона обвинили почтовую службу в несвоевременной доставке газет. По словам многих представителей СМИ, издания попадают в руки читателей с опозданием на несколько дней и даже недель. «Они приносятся в конце недели пачкой, разве это интересно читать новости не первой свежести? У меня порядка 50 обращений, если не больше. Из дальних поселков и из районного центра, что почту доставляют не вовремя», – говорит Любовь Омельяненко, главный редактор газеты «Белоглинские известия». Газетчики заявили: задержки в доставке прессы бьют и по имиджу, и по бюджету печатных изданий. В крае с каждым годом на 5% уменьшается подписка на газеты и журналы. В краевом управлении «Почты России» пояснили: такую тенденцию наблюдают не только в нашем регионе, но и по всей стране и даже в мире. А в опозданиях компания обвиняет печатные СМИ. «Если мы говорим о том, что мы хотим чтобы газета доставлялась к завтраку, наверное, нам нужно, прежде всего, пересмотреть графики выхода газеты из печати. Не позднее 20:00 мы должны получать прессу, чтобы отсортировать и отправить», – комментирует Георгий Осенчаков, руководитель УФПС Краснодарского края. Чтобы решить проблему доставки, газетчики предложили повысить зарплату почтальонам за счет средств краевого или муниципального бюджета. С этой инициативой журналисты намерены обратиться в ЗСК.

ЯНВАРЬ, 31
Радио «Эхо Москвы»
Депутат Госдумы РФ и один из руководителей фракции «Единая Россия» Дмитрий
Савельев
подал в Тверской суд Москвы иск против лидера партии «Яблоко»
Сергея Митрохина и радиостанции «Эхо Москвы» о защите чести и достоинства. Об этом сообщили сотрудники суда. Причиной обращения Савельева в суд стало распространенная Митрохиным информация о том, что Савельев занимается бизнесом и его следует лишить мандата. По информации истца, лидер «Яблока» озвучил свои обвинения, когда Госдума рассматривала вопрос о лишении мандата депутата Геннадия Гудкова, передает РАПСИ. Напомним, «яблочник» обвинил депутата Госдумы от фракции «Единая Россия» Дмитрия Савельева в предпринимательской деятельности. По данным Митрохина, Савельев, уже будучи народным избранником, выкупил себе доли в нескольких компаниях.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни