Результаты мониторинга
11 Января 2013 года

Результаты мониторинга ФЗГ – декабрь 2012

Случаи гибели журналистов – 1 (Казбек Геккиев, ведущий программы «Вести КБР», Нальчик).

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 3 (Антон Смирнов, редактора журнала «Слияния и поглощения», Москва; Андрей Трофимов, главный редактор «Альтернативной газеты», Московская область; Алексей Голубев, корреспондент «Эхо Москвы», Москва).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 3 (газета «Наше слово», Свердловская область; программа «Центральное телевидение», НТВ, Москва; газета «Городские ведомости», Самарская область).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 2 (Андрей Трофимов, главный редактор «Альтернативной газеты», Московская область; Михаил Афанасьев, главный редактор Интернет-журнала «Новый Фокус», Абакан)

Увольнение редактора, журналиста – 5 (Юрий Пасиков, редактор районной газеты «Слава труду», Ростовская область; Михаил Карякин, видео-монтажер телекомпании «Образ», Нижний Новгород; Юлия Рудинская, Марина Захарова, редакторы газеты «Берега», Ярославская область; Ольга Бакушинская, телеведущая программы «PRO жизнь», ТВЦ, Москва).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 9 (Наталья Телегина, независимый журналист, Москва; Виктория Ивлева, фотограф «Новой газеты», Артем Чернов, редактор журнала «Русский репортер», фотографы Ксения Жихарева и Мария Ионова-Грибина, все – Москва; Наталья Филонова, редактор петровск-забайкальской газеты «Всему наперекор», в Москве; Никита Аронов, журналист «Мира новостей», Москва; Валентин Халецкий, корреспондент украинской газеты «Славянские новости», в Москве; Павел Кириллов, фотокорреспондент интернет-издания «Русский блоггер», Москва; Сергей Калинкин, корреспондент Закс.Ru, Полина Петрова, корреспондент (Каспаров.Ru) и Сергей Чернов, корреспондент The St. Petersburg Times, все – Санкт-Петербург).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 20 на сумму 22 062 036 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 7, удовлетворено – 3, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 65 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 25

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 7 (журналисты всех СМИ; Дмитрий Жвания, редактор сайта «Новый смысл», Санкт-Петербург – 2 раза; съемочная группа Piter.TV, Санкт-Петербург; Марина Мерзлякова, независимый журналист, Свердловская область; Юрий Кабанцев, журналист БНКоми, Сыктывкар; Георгий Рожко, журналист телеканала «Молодежное Общественное телевидение», Москва).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 1 (газета «Наше слово в каждый дом», Свердловская область).

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 3 (печатная версия «РБК daily в Петербурге», Санкт-Петербург; газета «Путь Кадырова», Чеченская Республика; телепрограмма «PRO жизнь», ТВЦ, Москва).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 2 («Конкретная газета», Челябинская область; газета BONUS, Республика Башкортостан).

Препятствование выходу СМИ – ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 1 (сайт интернет-газеты Znak.com, Екатеринбург).

Вмешательство в деятельность редакции – ().

Выход изданий-двойников – ().

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 2 (компьютер Михаила Афанасьева, главного редактора Интернет-журнала «Новый Фокус», Абакан; компьютер редакции Интернет-журнала «Новый Фокус», Абакан)

Отказ в регистрации СМИ – ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) – 4 (газета «Бизнес-курс», Омск; газета «Наше слово в каждый дом», Свердловская область; газета «Риск», Республика Тува – 2 раза).

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 27

ДЕКАБРЬ, 1
Все СМИ
За последнее время в Интернете на различных сайтах боевиков стали появляться прямые угрозы в адрес журналистов. Так, 1 декабря на одном из дагестанских экстремистских сайтов было размещено обширное обращение под названием «предупреждение журналистам». В нем боевики от имени руководства «Имарата Кавказ» открыто угрожают сотрудникам масс-медиа. Они обвиняют журналистов в намеренном искажении и однобокой подаче информации и предостерегают, что отныне журналисты наряду с «егерями, военными и чиновниками», предупреждения в адрес которых выносились ранее, становятся «людьми риска». Иными словами, теперь любой журналист может быть убит за свою профессиональную деятельность «санкционировано». В конце обращения сообщается, что «расстрельные списки» уже составлены, имена и адреса известны.

ДЕКАБРЬ, 3
Елена Масюк
Обозревателя «Новой газеты» Елену Масюк допросили в качестве свидетеля по уголовному делу о клевете, возбужденному по заявлению главы фонда Храма Христа Спасителя. «Меня вызвали на допрос в качестве свидетеля по уголовному делу в отношении неустановленного лица по статье «клевета», – сказала Е. Масюк «Интерфаксу». По ее словам, поводом для его возбуждения стало заявление исполнительного директора фонда Храма Христа Спасителя Василия Поддевалина после опубликованного в конце сентября в «Новой газете» интервью с руководителем Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаилом Аншаковым. «Я уверена, что в этом интервью нет никаких признаков клеветы», – подчеркнула Е. Масюк. По ее мнению, возбуждение уголовного дела по статье о клевете является «опасной тенденцией», так как эта статья УК РФ «может быть использована в борьбе с журналистами».

ДЕКАБРЬ, 3
Аркадий Бабченко
Специального корреспондента «Новой газеты» Аркадия Бабченко допросили по делу о массовых беспорядках. Об этом сам Бабченко написал в своем блоге на LiveJournal. Поводом для допроса также стала запись в блоге Бабченко – пост «Пара мыслей о тактике в марте», опубликованный 27 февраля 2012 года. По мнению следственных органов, текст содержит призывы к массовым беспорядкам. Как пишет Аркадий Бабченко, его допрашивали в качестве свидетеля. «Все мои права мне были разъяснены, как и ответственность за отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания», – пишет журналист. В ходе допроса Бабченко подтвердил, что действительно является ведущим блога «Старшина запаса» и автором февральского поста о митингах, а также заявил, что цитаты вырваны следователями из контекста, и в действительности текст не содержит призывов к беспорядкам, а направлен, наоборот, на предотвращение столкновений. Как сообщает «Интерфакс», уголовное дело о призывах к беспорядкам (статья 212 УК РФ), по которому допрашивали Аркадия Бабченко, было возбуждено Следственным комитетом 2 марта 2012 года по заявлению члена Общественной палаты Бориса Якеменко и депутата от «Единой России» Ильи Костунова.

ДЕКАБРЬ, 1
Газета «Бизнес-курс»
В последнее время еженедельнику «Бизнес-курс» (Омск) не везет с источниками информации. Даже с официальными – такими, как ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Обратилось туда издание после того, как на него подал иск генеральный директор НПО «Мостовик» депутат Заксобрания Олег Шишов. Он потребовал, как уже сообщалось, 1 млн. рублей за моральный ущерб, причиненный ему публикацией, в которой пересказывалась информация, вышедшая накануне в газете «Известия» – о том, что руководство НПО подозревается Следственным управлением МВД г. Сочи «в попытке хищения более 2 млрд. рублей путем завышения сметной стоимости работ при строительстве санно-бобслейной трассы» (см. монитор за октябрь 2012 года). Претензий к известинской заметке у Олега Шишова нет, поскольку, пояснил он в исковом заявлении, его фамилия там не названа, а сказано только о безымянных «руководителях» «Мостовика», тогда как на сайте БК она вынесена в заголовок. Ранее, отмечает издание, гендиректор не возражал против того, чтобы его отождествляли с возглавляемой им компанией («Шишов построил…», «Шишов возвел…», «Шишов получил контракт…»). Руководит он ею с момента ее создания –1989 года. Общеизвестно и то, что принадлежит ему в ней 44 % акций. Готовясь к судебному процессу, редакция направила запрос в полицию Краснодарского края. 28 ноября пришел ответ, неожиданный: начальник отдела общественных связей главного управления МВД Наталья Тихонова сообщила, что в отношении НПО «Мостовика» возбуждены два уголовных дела, оба – по фактам «покушения на завладение денежными средствами «ГК «Олимпстрой». В одном речь идет о 2, 52 млрд. рублей, в другом – о 22, 973 млрд. Если эти суммы сложить, получится 25, 5 млрд., т.е. в 10 с лишним раз больше, чем было указано в заметке, оспариваемой истцом. И хотя в судебной тяжбе по ней дело шло уже к мировому соглашению («Мостовик» готов был отказаться от материальных претензий к БК, если он опубликует опровержение), редакция решила эту информацию не скрывать. «Как только она появилась на сайте, – рассказывает издание – позвонил сотрудник отдела общественных связей Краснодарского ГУ МВД и настоятельно попросил ее снять. Он сказал, что иначе их «всех поувольяняют», потому что им запрещено комментировать дела, расследуемые вышестоящей инстанцией». А делом «Мостовика» сейчас занимается следственный департамент МВД РФ. Редакция просьбу полиции не уважила, поскольку сочла ее давлением не только на СМИ, но и на правоохранителей Краснодарского края. «Кто-то очень влиятельный заинтересован в «засекречивании» информации о «Мостовике» и бюджетных миллиардах... Мы просто обязаны информировать общество о ходе этих коррупционных расследований». Реакция на публикацию гендиректора НПО была бурной. «Вы собираете ложь!»– сказал он корреспонденту БК. Примирение отменяется: Олег Шишов собирается подать на издание еще один иск. Комментируя его заявление, президент издающего «Бизнес-курс» ИД «ТРИЭС» Сергей Сусликов заметил, что руководителю «Мостовика» не раз предлагалось на страницах БК и выпускаемых издательским домом газет дать на обе заметки ответ. Мог бы он и как депутат (от «Единой России») напрямую обратиться своим избирателем, собрав пресс-конференцию с приглашением всех омских СМИ, «чтоб развеять слухи и подозрения, которыми якобы обросло его имя». «Но Олег Владимирович предпочитает судебные разбирательства», – говорит Сусликов. По его мнению, решение суда о том, что «компания подозревается, а сам Шишов тут совсем ни при чем, вряд ли восстановит репутацию этого господина».

ДЕКАБРЬ, 3
Газета «Простыми словами»
В ФЗГ обратилась журналист газеты «Простыми словами» (Московская область) Татьяна Павлова. Она сообщила, что в последнее время на газету пошла атака со стороны правоохранительных органов. «После публикации статьи «Налоги и сборы» 13 октября 2012 г. с фотографией темнокожего продавца гражданин С. Сергеев обратился с заявлением в прокуратуру. Гражданин усмотрел в газетной публикации намек на рабство и унижение достоинства африканцев. В самой статье речь идет о том, что некая фирма собирает с рыночных торговцев деньги для уборки территории, тем не менее, территория рынка находится в ужасном состоянии. Самое примечательное, что часть доли в фирме принадлежит администрации поселка Калининец. В разговоре с начальником УВД Наро-Фоминского района Александром Ивановым выяснилось, что в объяснении г-н Сергеев сообщил, что заявление не подавал. Само заявление было опущено в ящик прокуратуры Наро-Фоминского района. То есть, заявление стало анонимным, более того, кто-то использует имя гражданина для доноса на редакцию. Тем не менее, помощник прокурора В. Ракитянский вызывает главного редактора для дачи показаний. Сотрудники полиции также приносят повестки для дачи показаний. Наш довод, что анонимные заявления не рассматриваются, не встречает поддержки у следователей и прокуратуры. По словам Ракитянского, они рассматривают и анонимные заявления. В предыдущую пятницу в редакцию было три визита от правоохранительных органов. Сотрудники полиции пригрозили, что если главный редактор не явится для объяснения, то за ней приедет автозак. Сотруднику издательства А. Боеву пригрозили, что объявят в розыск. Помимо этого также интересовались мной – журналистом, хотя я к той статье не имею отношения. Последняя повестка из ОБОП. То есть, видимо, по мнению полиции, наша редакция является организованной преступной группой. Прошу Вас помочь в защите независимой прессы», – пишет Татьяна Павлова.

ДЕКАБРЬ, 3
Газета «Новочеркасские ведомости»
Суд три раза оштрафовал газету «Новочеркасские ведомости» (Ростовская область) по представлению территориальной избирательной комиссии за нарушение правил предвыборной агитации. Газета «Новочеркасские ведомости» во время избирательной компании по выборам мэра казачьей столицы, проходивших в воскресенье, 2 декабря, неоднократно размещала предвыборную агитацию кандидатов с нарушением норм закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». ТИК Новочеркасска подал в суд четыре иска о привлечении к административной ответственности Натальи Маховой, которую мэрия назначила редактором «Новочеркасских ведомостей» взамен неоднократно уволенной Ирины Васильевой (см. монитор за ноябрь 2012 года). Наталья Махова, в частности, подписывала газету, в которой предвыборная агитация публиковалась без ссылки, что она оплачена из избирательного фонда кандидата. К этому и подобным нарушениям и избиркомы, и суды, как показывает практика, относятся по-разному, по системе двойных стандартов: в зависимости от того, за кого ведется незаконная (с точки зрения наших законодателей) агитация. Как писал дайджест ФЗГ (см. монитор за март 2012 года), 1 марта в свет вышел спецвыпуск «Таганрогской правды» тиражом 90 тысяч экземпляров (на порядок больше обычного тиража этой газеты), в котором губернатор Ростовской области Василий Голубев заявил, что поддерживает кандидата на пост главы администрации города действующего мэра единоросса Николая Федянина как эффективного менеджера и пообещал Таганрогу помощь областной власти в решении городских проблем, если таганрожцы «сделают правильный выбор». Несмотря на очевидность нарушения вышеупомянутого закона (никаких ссылок на то, что эта статья оплачена из избирательно фонда Федянина в газете не было), Таганрогский городской суд отклонил иск кандидата от оппозиции Владимира Прасолова, постановив, что спецвыпуск «не носит агитационный характер». Однако эта история всё же не осталась без последствия для редактора «Таганрогской правды» Анатолия Малиновского: после победы Прасолова на выборах он вынужден был уволиться. Но и понимая, что рискует, редактор Малиновский не посмел ослушаться действующего на тот момент мэра Федянина. Похоже, то же самое произошло и в Новочеркасске: Наталью Махову взамен в очередной раз уволенной тогда Ирины Васильевой поставил на редакторскую должность действующий на тот момент мэр коммунист Анатолий Кондратенко. Вот она и старалась: выполняла все указания своих «командиров и начальников», агитировала за кандидата от коммунистов Владимира Надтоку, не взирая ни на что (и на выборное законодательство в том числе). Хорошо ещё, что российский суд, как говорил герой известного фильма «самый гуманный в мире»: Махову три раза оштрафовали на минимальную по данным статьям сумму – по тысяче рублей. Четвертый иск судом еще не рассмотрен. Совершенно очевидно, что «временному редактору» теперь придется уволиться: кандидат от коммунистов и, соответственно, от прежних городских властей, проиграл единороссу Владимиру Киргинцеву. И агитация в главной городской газете мало повлияла на исход выборов: народу так осточертели и «красные», и «белые» (и все прочие местные политики со всеми их дрязгами), что на выборы мэра пришло всего 41% избирателей. Для провинции это мало: обычно избиратели проявляют здесь большую активность, чем в столицах и городах-миллионниках.

ДЕКАБРЬ, 3
«Новая газета»
Городской суд Петербурга отменил решение Василеостровского районного суда и отказал начальнице РОНО Наталье Назаровой в иске к учительнице 575-ой школы Татьяне Ивановой и «Новой газете». Напомним, ныне уволенная учительница почти год назад рассказала изданию о фальсификациях на парламентских выборах. По ее словам, на учителей, работавших в избирательных комиссиях, давили чиновники РОНО, заставляя подделывать протоколы и осуществлять вбросы бюллетеней. Сама Татьяна Иванова была председателем УИК №99 и отказалась принимать участие в фальсификациях. Глава Василеостровского РОНО Наталья Назарова подала иск о защите чести и достоинства. Порочащими свою честь она сочла факты, изложенные в публикации «Новой газеты» со слов Татьяны Ивановой. В суде районной инстанции она смогла выиграть – учительницу приговорили в штрафу в 30 тысяч рублей, хотя Назарова требовала с нее 100 тысяч рублей, причем в свою личную пользу, а не в доход государства. Вместе с учительницей оштрафовали журналиста, который взял у нее интервью сразу после выборов (см. монитор за октябрь 2012 года). На городской суд влияния Назаровой уже не хватило, решение Василеостровского суда было успешно обжаловано.

ДЕКАБРЬ, 3
Газета «Наше слово»
Газета «Наше слово в каждый дом»
В Североуральске (Свердловская область) развивается противостояние местных журналистов и представителей городской власти. Ситуация достигла критической точки: практически вся редакция муниципальной газеты «Наше слово» вынуждена была уволиться из-за давления исполняющего обязанности главы города Дмитрия Волоснякова. По словам бывшего главного редактора газеты Людмилы Вахрушевой, газета частично финансировалась из администрации, а частично – на средства, полученные от рекламодателей. «Я никогда не скрывала от коллег ситуации с финансированием, поэтому коллеги меня всячески поддерживали в попытках выстроить равноправные взаимоотношения с администрацией. Политика эксплуататорства не устраивала всю редакцию. Как следствие, в газете стали появляться статьи с некоторой критикой работы мэрии. Критика была достаточно слабой, легкой, но все же заметной», – рассказывает она. Как рассказала Вахрушева, ситуация изменилась не в пользу издания, когда исполняющим обязанности главы города был назначен Дмитрий Волосняков. Журналистам было отказано в необходимом финансировании, при этом требовали с них по максимуму. Правки стали вносить практически во все статьи. «Они хотели взять под контроль все. Не просто какие-то цифры и факты. Все – вплоть до того, какие эпитеты использовали журналисты, где какое слово вставили. В итоге в городе была собрана разъяснительная комиссия из депутатов. После разбора полетов, вместо того чтобы сообща прийти к какому-то мнению, меня убрали без объяснения причин, выплатив компенсацию. Это было как нож в спину», – говорит Людмила Вахрушева. После ухода из издания бывший коллектив создал новую газету «Наше слово в каждый дом». По словам Вахрушевой, от этого тиража остались считанные экземпляры. «Ее искали, ее спрашивали. Даже несмотря на то что Волосняков моментально запретил киоскам «Роспечати» ее продавать. Сказал, что с нами нельзя сотрудничать. Нас не пускают на совещания к главе города. Звоним пресс-секретарю – она не берет трубку. Даже когда получается пробиться на мероприятие, нашим корреспондентам не дают задавать вопросы. Вот так и живем», – подытожила она.

ДЕКАБРЬ, 3
Юрий Матыцин
Комитет по физической культуре и спорту Рязанской области расторг трудовой договор с директором женского футбольного клуба «Рязань-ВДВ» Андреем Кладовым, сообщила во вторник пресс-служба клуба. Пресс-служба не уточнила причины расторжения договора. Между тем главный редактор рязанского отделения «Новой газеты» Алексей Фролов сообщил", что увольнение связано с недавним инцидентом с одним из его сотрудников. «Причиной отставки спортивного чиновника стала его причастность к скандалу, связанному с оскорблением спортивного обозревателя рязанского отделения «Новой газеты» Юрия Матыцина», – сказал А. Фролов. В ноябре в подъезд дома, где проживает Ю. Матыцин, была подброшена крышка гроба, на которой была приклеена фотография журналиста. Губернатор региона Олег Ковалев дал поручение правоохранительным органам разобраться в происшедшем. По итогам расследования было установлено, что предполагаемый виновник произошедшего входит в состав руководства ЖФК «Рязань-ВДВ» (см. монитор за ноябрь 2012 года). «Необходимо еще раз тщательно проверить все обстоятельства инцидента. Если авторство этой хулиганской выходки подтвердится, прошу рассмотреть в профильном министерстве вопрос об отстранении этого человека от должности», – заявил в конце ноября О. Ковалев.

ДЕКАБРЬ, 4
Съемочная группа телеканала «Россия 1»
Игорь Шестаков
Фарид Ханнанов
Возбуждено уголовное дело по факту избиения в октябре съемочной группы телеканала «Россия» (ВГТРК). По данным Генпрокуратуры, сотрудники управы московского района Северное Медведково избили журналистов, которые пришли с заявителями на прием, чтобы снять репортаж, сообщает РИА «Новости». «Чиновники, опасаясь публичного распространения в средствах массовой информации обстоятельств конфликта при приеме населения, решили воспрепятствовать работе журналистов путем рукоприкладства», – говорится в сообщении прокуратуры. Избитые журналисты написали заявление в полицию (см. монитор за октябрь 2012 года). Дело возбуждено по статье о превышении должностных полномочий с применением насилия, предполагающей до 10 лет лишения свободы. В конце октября представитель префектуры Северо-Восточного административного округа Москвы отметил, что инцидент расследует в том числе спецкомиссия при префекте.

ДЕКАБРЬ, 4
Газета «Московский комсомолец»
Арбитражный суд Москвы отклонил иск агрохолдинга «Русское молоко» и его владельца Василия Бойко-Великого о защите деловой репутации, поданный к газете «Московский комсомолец» из-за публикации о конфликте вокруг земель в Рузском районе Подмосковья, сообщили РАПСИ в суде. В январе текущего года более десяти человек пострадали недалеко от деревни Неверово в Рузском районе в результате перестрелки из травматического оружия. Поводом для инцидента послужил конфликт между ООО «Корсар» и ОАО «Русское молоко». Газета «Московский комсомолец» опубликовала статью, в которой подробно описывался произошедший между сторонами конфликт. «В статье «Теперь мы будем драться до конца» была размещена несоответствующая действительности клеветническая информация о деятельности Бойко-Великого и агрохолдинга «Русское молоко», – сообщил РАПСИ представитель истцов Олег Болдырев.

ДЕКАБРЬ, 4
«Конкретная газета»
В Озерске (Челябинская область) не дошел до читателей свежий номер «Конкретной газеты». Озерские СМИ обвиняют в этом городскую администрацию. Очередной скандал разгорелся между местными властями и журналистами. Независимая «Конкретная газета» заподозрила администрацию в зачистке почтовых ящиков горожан. В официальном заявлении сотрудники редакции ссылаются на многочисленных свидетелей. Якобы те видели, как группа неизвестных обходила подъезды жилых домов и вынимала из ящиков номера газеты. По подсчетам журналистов, до читателей не дошла половина тиража. Репортеры отмечают, что опубликовали ряд материалов, выход которых был крайне невыгоден главе Озерска Александру Калинину, а также временной администрации города. На страницах газеты корреспонденты задают обличающие вопросы градоначальнику.

ДЕКАБРЬ, 4
СМИ Саратова
В Саратовской областной думе поменялась процедура пропуска журналистов. Сегодня утром охрана, прежде чем пропустить представителей СМИ в здание регионального органа власти, тщательно проверяла документы. В частности, стражи порядка не только просили предоставить им аккредитацию на участие в думских мероприятиях (как это делалось ранее), но и тщательно проверяли подлинность документа, сверяли, есть ли данный журналист в их собственном списке аккредитованных. Не исключено, что подобное ужесточение пропускного режима связано с акцией журналистки Екатерины Федоровой, которая, имея аккредитацию в облдуме, прошла на первое заседание регионального парламента и, вместе со справедливороссом Алексеем Плотниковым, растянула на балконе для работников СМИ оппозиционный плакат. Намомним, в понедельник суд вынес по правонарушению Федоровой вердикт, молодую журналистку оштрафовали на 20 тысяч рублей.

ДЕКАБРЬ, 4
Наталия Крутских
Корреспондента программа «День» Наталию Крутских охранники пытались не пустить на совещание с участием главы РК, которое проходило в здании администрации Ухты (Республика Коми). Один из них показывал список, оставленный какой-то девушкой, и объяснял, что журналиста в этом списке нет. Попытки объяснить заместителю руководителя администрации г-н Тельнову, что программа «День» аккредитована при администрации Ухты и при правительстве РК, на него не действовали. В ответ он сообщил, что это было личное указание. Благодаря пресс-службе главы РК попасть на мероприятие Н. Крутских все же удалось.

ДЕКАБРЬ, 4
Светлана Кравченко
В судебном участке №105 Центрального района Сочи (Краснодарский край) вынесен обвинительный приговор по делу регионального корреспондента «Кавказского узла» Светланы Кравченко, которую житель города Владимир Кривошеев обвинял в нанесении побоев. Судья Калустова вынесла решение о взыскании с Кравченко денежного штрафа в размере 10 тысяч рублей в пользу истца. Инцидент, после которого Владимир Кривошеев обратился в суд, произошел в Сочи 8 декабря 2011 года на территории абонентского отдела ООО «АБВК-Сочи». По словам Кравченко, она пришла в абонентский отдел, чтобы прояснить ситуацию с отсутствием воды у части жителей Сочи. Журналистка пояснила, что ей запретили вести видеосъемку, были вызваны охранники, которые не давали ей выйти на улицу, несмотря на плохое самочувствие и «попытки вырваться». Частный обвинитель Владимир Кривошеев утверждал, что журналистка нанесла ему побои, и потребовал привлечь ее к ответственности по статье 116 УК РФ («Побои») – см. монитор за август, сентябрь 2012 года). Судебное заседание 4 декабря продлилось меньше получаса. Судья Калустова прочитала обвинительное заключение, признав Светлану Кравченко виновной в нанесении побоев Владимиру Кривошееву. Адвокат Светланы Кравченко Александр Попков отметил, что расстроен решением судьи. «Но я совсем не удивлен им, поскольку от нашей судебной системы можно всего ожидать», – уверен адвокат.

ДЕКАБРЬ, 5
Газета «Эхо недели»
В Железногорском городском суде (Курская область) рассматривается иск к редакции местной газеты «Эхо недели» о защите чести и достоинства. С исковым заявлением в суд обратилась жительница Железногорска Антонина Клычкова. Женщина стала героиней газетной публикации, посвященной рейду полиции по торговым точкам города. В ходе рейда стражи порядка проверяли соблюдение продавцами антиалкогольного законодательства. В тексте «В ларьках продают алкоголь, нарушая законодательство», опубликованном 5 октября этого года, говорилось, что истица, работающая в одном из киосков, продала пиво подростку. Текст сопровождался фотографией героини публикации. Между тем, истица утверждает, что полиция обвинила ее ошибочно: покупатель был совершеннолетним. По ее словам, после разбирательства и опроса свидетелей дело об административном правонарушении было прекращено. При этом Антонина Клычкова говорит о том, что постановлении о прекращении дела было принято в день выхода номера газеты «Эхо недели» из печати – 5 октября. Истица сообщила, что перед подачей иска в суд она обращалась к главному редактору издания с требованием публикации опровержения, но получила отказ. Антонина Клычкова требует в судебном порядке опровергнуть недостоверную и порочащую ее информацию, а также выплатить компенсацию морального вреда в размере 50 тыс. руб.

ДЕКАБРЬ, 5
Казбек Геккиев
Очередное убийство журналиста произошло в России. Вечером в столице Кабардино-Балкарской Республики Нальчике выстрелами в голову был убит ведущий местной новостной программы «Вести КБР» 28-летний Казбек Геккиев. Возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ («Убийство»). Приоритетной версией для следствия стала профессиональная деятельность убитого. СК РФ назвал это убийство угрозой в адрес других журналистов, освещающих борьбу с бандподпольем. Вечером Геккиев провел свой последний выпуск новостей в студии кабардино-балкарского филиала ВГТРК в Нальчике и отправился домой. «Около 21.00 мск на улице Кирова в Нальчике двое неизвестных совершили вооруженное нападение на корреспондента», – говорится в сообщении МВД по республике. От полученных огнестрельных ранений Геккиев погиб на месте. На месте убийства сотрудники правоохранительных органов обнаружили две гильзы от патронов калибра 9 миллиметров. В то же время источник в правоохранительных органах Нальчика сообщил, что в Геккиева стреляли из автоматического оружия. Как рассказал корреспондент ГТРК «Кабардино-Баркария» Сафар Гериев со слов сотрудников полиции, очевидцем убийства стала знакомая Геккиева, которую он встретил на улице после работы. «Подошли двое молодых людей, спросили какой-то городской адрес. Потом один из них спросил: «Это ты Казбек Геккиев, который по телевидению выступает?» Получив утвердительный ответ, они отошли и выстрелили в него», – рассказал Гериев.Следствие рассматривает в качестве приоритетной версию о том, что убийство корреспондента ВГТРК связано с его профессиональной деятельностью. «Характерная деталь, что перед убийством подозреваемые убедились, что Геккиев является журналистом и ведущим одной из новостных программ, что как раз и подтверждает приоритетную версию следствия. В Геккиева было произведено три выстрела», – сообщил журналистам официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. Расследовать убийство поручено следователям главного следственного управления по Северо-Кавказскому федеральному округу. В СК РФ также заявили, что рассматривают это преступление «как угрозы в адрес других журналистов, рассказывающих о результатах борьбы с бандитскими подпольями, действующими на территории республики». Геккиев вел ГТРК «Кабардино-Балкария» информационные программы на балкарском и русском языках. Руководитель филиала ВГТРК в Кабардино-Балкарии Людмила Казанчева сообщила, что Геккиев не был автором ни одного острого или криминального репортажа. Он работал диктором и читал в эфире новости, подготовленные журналистами. «Это был улыбчивый жизнерадостный парень, который в своей жизни не делал ничего никому плохого. Его гибель – шок для всего коллектива», – сказала она. Ранее балкарские националисты угрожали смертью другим двум ведущим филиала ВГТРК, в связи с чем руководство компании было вынуждено убрать их из эфира. По некоторым данным, Арина Жилясова и Анзор Аттаев были вынуждены покинуть республику (см. монитор за февраль 2012 года).

ДЕКАБРЬ, 5
Наталья Телегина
В Москве на Чистых прудах вечером собралось, по разным данным, от 300 до нескольких тысяч человек. Несогласованная акция, приуроченная к годовщине начала массовых протестов, получила название «Точка невозврата». 5 декабря прошлого года, на следующий день после выборов в Госдуму, 10-тысячный митинг на Чистопрудном бульваре закончился стихийным шествием по Мясницкой в сторону Центризбиркома, массовыми жесткими задержаниями и административными арестами. В собрании на Чистых прудах приняли участие несколько членов Координационного совета оппозиции. В конце мероприятия была задержана журналистка Наталья Телегина. Как сообщает ОВД-Инфо, через два часа Телегину отпустили из автозака без составления протокола.

 

ДЕКАБРЬ, 5
Виктория Ивлева
Ксения Жихарева
Мария Ионова-Грибина
Артем Чернов
У посольства Белоруссии в Москве задержаны фотографы, пытавшиеся устроить пикет в поддержку белорусских коллег. Полицейские уговаривали организатора акции, фотографа «Новой газеты» Викторию Ивлеву добровольно прекратить пикет, однако она отказалась, и в итоге была доставлена в ОВД «Басманное». Вместе с Ивлевой задержаны Ксения Жихарева, Мария Ионова-Грибина и редактор журнала «Русский репортер» Артем Чернов. Несколько фотографов, устроивших одиночные пикеты, остались возле посольства. Фотографы протестуют против действий белорусской таможни, изъявшей 41 альбом-сборник выставки «Пресс-фото Беларуси» (Belarus Press Photo). По информации «Новой газеты», таможенники сожгли фотографии. Московские власти отказались согласовать акцию протеста у посольства на основании устава ООН, который запрещает государствам вмешиваться во внутренние дела друг друга. Ивлева заявила, что в прошлом ей неоднократно разрешали проводить пикеты у иностранных диппредставительств. Уличные акции около посольств регулярно проводят различные организации, включая прокремлевские движения.

ДЕКАБРЬ, 5
Антон Смирнов
В Москве на Альтуфьевском шоссе в двенадцать ночи было совершено нападение на редактора журнала «Слияния и поглощения» Антона Смирнова. Выйдя из метро, он направился к своему дому, в этот момент неизвестный нанес ему сзади удар по голове. Журналист потерял сознание, а нападавший похитил его портфель, где находились планшетник iPad и мобильник «Айфон». Пострадавший не видел нападавшего, так как потерял сознание. Его доставили на «скорой помощи» в поликлинику с сотрясением мозга, гематомой обеих глаз и множественными ушибами лица. Идет следствие.

ДЕКАБРЬ, 5
Дмитрий Жвания
В Санкт-Петербурге редактору сайта «Новый смысл» и одному из организаторов марша «За порядок в сфере ЖКХ» Дмитрию Жвании подложили под дверь отрезанную свиную голову, в пасти которой лежала записка с угрозами. Журналист написал заявление в правоохранительные органы. По словам Жвании, первым обнаружил «посылку» его сосед. Он позвонил в дверь квартиры, где в тот момент был только 18-летний сын журналиста. «Он указал сыну на лежащую рядом с дверью свиную голову с запиской в пасти, голова была обрызгана томатным соком. Сын позвонил мне. Я его попросил вытащить из пасти записку и прочесть, что в ней написано. На обычном канцелярском листе бумаги А4, тоже забрызганном «кровью», было от руки нацарапано чёрной шариковой ручкой: «Подумай о детях. Они следующие». Я попросил сына осмотреть парадную, что он и сделал. При осмотре он обнаружил, что дверца нашего почтового ящика сломана, а в ящик засунута свиная голень», – рассказал Дмитрий. После этого он написал заявление в полицию, а в 3:30 на его электронный почтовый ящик пришло письмо следующего содержания: «Дима, дорогой! Голова, кровь и копыта – это не шутки. Если ты не успокоишься и продолжишь проводить акции от имени нового движения, или вообще любого движения – последует незамедлительная реакция. Ты пострадаешь. Пострадают твои близкие. Будешь потом горько плакать. Придут фанаты, националисты и сделают своё дело. Тебе никто не поможет». Он также напомнил, что это не первые угрозы, которые поступают в его адрес.

ДЕКАБРЬ, 5
Газета BONUS
В редакцию газеты BONUS продолжают поступать сообщения о том, что представители органов власти городов и районов Республики Башкортостан продолжают изымать тиражи издания. На имеющейся в распоряжении редакции аудиозаписи управляющая рынка «Золотая рыбка» Зухра Гадельшина утверждает, что распоряжение собирать газету BONUS поступило от начальника торгового отдела администрации Калининского района города: «Это же наше руководство, мы их слушаемся, они же нас проверяют». Также от читателей поступают сообщения о фактах сбора газет представителями администрации города Белебея. Рассказали читатели и про то, что изымают нашу газету Белорецкий отдел опеки и попечительства, видимо, по указанию городских властей. Видели главу Стерлибашевского района, который лично забирал тираж BONUS’а из магазина, отдел молодежи Сибая также, по словам читателей, собирает газету. А в прошлом месяце прямо из типографии нашу газету пытались украсть представители «Молодой гвардии» в Башкортостане.

ДЕКАБРЬ, 6
Сайт Волжский.ру
Журналистам сайта Волжский.ру (Волгоградская область) препятствуют в осуществлении профессиональной деятельности. Съёмочная группа в составе оператора и журналиста выехала на съёмку непонятной стройки около центрального стадиона. К ним подошёл неизвестный мужчина и начал мешать проведению съёмки. На место происшествия был вызван наряд полиции. Неизвестный мужчина в сопровождении сотрудников полиции был доставлен в 1 отдел полиции для составления протокола.

ДЕКАБРЬ, 6
Анатолий Цыганков
Петрозаводский городской суд в полном объеме отклонил иск бизнесмена и депутата Законодательного собрания Девлетхана Алиханова к председателю Союза журналистов Карелии Анатолию Цыганкову. Политик посчитал, что Анатолий Цыганков в своей статье, опубликованной на сайте politika-karelia.ru, распространил недостоверную информацию. По мнению Алиханова, сведения, изложенные в этой статье, порочат его честь, достоинство и деловую репутацию. Предприниматель потребовал, чтобы Цыганков опубликовал опровержение и выплатил компенсацию морального ущерба в размере 200 тысяч рублей (см. монитор за июнь 2012 года). По ходатайству стороны истца в начале сентября суд назначил лингвистическую экспертизу, которая должна была определить, являются ли рассматриваемые судом фрагменты статьи порочащими честь и достоинство бизнесмена. В качестве экспертной организации была привлечена московская Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС). Проанализировав текст, эксперты пришли к выводу: журналист вправе обнародовать свои оценочные суждения. Но если факты, на основе которых такие суждения были высказаны, являются недостоверными, то суд может признать, что таким образом автор статьи опорочил честь и деловую репутацию героя публикации. В итоге суд не счел возможным удовлетворить иск. У стороны истца, разумеется, остается право обжаловать решение в вышестоящей судебной инстанции.

ДЕКАБРЬ, 7
Ирина Мурахтаева
Газета «Нижегородский рабочий»
Иск компании «Редокс» к журналисту Ирине Мурахтаевой и газете «Нижегородский рабочий» частично удовлетворен. Как сообщается на сайте Нижегородского районного суда, в марте 2012 года ОАО Нижегородское предприятие «Редокс», которое занимается производством «электрических витаминов», и физическое лицо (являющееся директором/учредителем ОАО НП «Редокс») обратились в Нижегородский районный суд Нижнего Новгорода с исковым заявление к ЗАО «Ежедневная городская газета «Нижегородский рабочий» и журналисту газеты о защите чести и достоинства гражданина, деловой репутации и компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований истцы указали, что 7 февраля в газете «Нижегородский рабочий» была опубликована авторская статья «Большой обман за ваши деньги», в которой содержатся сведения, не соответствующие действительности, которые носят заведомо клеветнический характер с целью опорочить честь и достоинство гражданина, деловую репутацию юридического лица, а также нарушают личные неимущественные права. Истцы просили суд: признать распространенные порочащие сведения в газете не соответствующими действительности, обязать ответчика ЗАО «Ежедневная городская газета «Нижегородский рабочий» оплатить публикацию о принятом по делу судебном решении, включая публикацию текста судебного решения в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, а также взыскать с ответчиков солидарно в пользу истца денежную компенсацию за причиненный моральный вред в размере одного миллиона рублей – с журналиста, и еще миллиона – с редакции (см. монитор за апрель 2012 года). 7 декабря оглашена резолютивная часть решения суда, в соответствии с которой суд признал не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию истцов ряд утверждений. Суд обязал ЗАО «Ежедневная городская газета «Нижегородский рабочий» опубликовать текст решения суда после вступления его в законную силу в течение 15 дней. Кроме того, суд взыскал с «Нижегородского рабочего» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 20 тысяч рублей, с автора статьи – 10 тысяч. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

ДЕКАБРЬ, 7
СМИ Карелии
Первый заместитель начальника аппарата Законодательного собрания Карелии попробовала себя в роли «регулировщика» прессы. Парламент Карелии всегда отличался открытостью для прессы, и никто из журналистов республики до сих пор не мог пожаловаться, что его не пропустили на то или иное мероприятие. И вдруг 7 декабря перед началом заседания парламентской сессии дежурившие на вахте полицейские отказались пропускать в здание Заксобрания журналистов на том основании, что им поступило устное распоряжение от руководства аппарата парламента впускать прессу только в том случае, если их встречает представитель парламентской пресс-службы, который должен не просто встретить журналиста, но сопроводить его до депутата или иного собеседника, а потом лично выпроводить из здания. Подобная ни с того, ни с чего возникшая режимность учреждения вызвала недоумение у парламентских корреспондентов. Председатель Союза журналистов республики А. Цыганков, узнав об этом, нашёл начальника аппарата Заксобрания А. Уханова и задал ему вопрос: что стряслось в стенах парламента, что в нём теперь можно работать лишь в сопровождении сотрудников пресс-службы? Последний, как оказалось, сам в первый раз об этом слышит, и предложил журналистам, не откладывая, вместе с ним пройти по всей цепочке чьих-то распоряжений. Полицейские сослались на устный приказ заместителя начальника аппарата Заксобрания Л. Клейковой. Когда её нашли, то та неожиданно заявила, будто ничего подобного она никому не говорила и, видимо, её неверно поняли на посту охраны. Уличать её в лукавстве никто не стал, но полицейские точно получили от неё «регулирующее» указание и даже, как они сказали, оно зафиксировано в журнале. Собственно, это уже не имеет значения, поскольку руководитель Клейковой её инициативу, «неправильно понятую», на месте же и отменил, о чём при журналистах сообщил полицейским. Довольно быстро выяснилось, почему Л. Клейкова проявила такую бдительность: оказывается, накануне тележурналисты в ходе подготовки сюжета провели сюемку автомашин, стоящие во дворе Законодательного собрания. Это обстоятельство, видимо, встревожило начальницу, решившую упредить распространение нежелательной информации из здания Законодательного собрания. А причина такого перепуга, возможно, в том, что как раз в последние недели в связи с принятием республиканского бюджета на 2013 год в стенах парламента возникла острая дискуссия относительно расходов на содержание депутатского корпуса. Поскольку журналисты по стародавнему правилу не ограничены были в передвижении по парламенту и выборе объекта для съемок, то они, как говорят профессионалы, подсняли для телерепортажа припаркованные машины народных избранников, неожиданно заполучив в ответ молниеносное распоряжение Л. Клейковой об изменении правил передвижения по парламентским коридорам. Глупое решение дезавуировано, но сама по себе инициатива сотрудницы аппарата заставляет задуматься: это что – каждый желающий руководитель может по своей прихоти лишать избирателей возможности узнавать, что происходит в стенах парламента? За такую самодеятельность отвечать должны не полицейские, а те, кто им такие приказы отдаёт.

ДЕКАБРЬ, 7
Все СМИ
В скором времени журналисты могут лишиться возможности освещать в СМИ судебные процессы. Госдума подготовила законопроект, согласно которому судьи получат право по своему усмотрению закрывать доступ прессе на заседания. Инициаторами законопроекта являются депутаты «Единой России», а разработан он под впечатлением от процесса над участницами панк-группы Pussy Riot. При этом отмечается, что корреспондентам не удалось получить от единороссов какие-либо комментарии по данной теме. Они отказались обсуждать законопроект до его официального внесения в Думу. Такой же позиции придерживаются и представители ЛДПР. В настоящее время судьи наделены правом удалять из зала суда только конкретных журналистов и иных лиц, мешающих проведению заседаний. Полностью доступ для СМИ закрыт лишь на процессы, связанные с гостайной.

ДЕКАБРЬ, 7
Радио Свобода
Грани.Ру
Газета.Ру
Симоновский суд Москвы частично удовлетворил иск о защите чести и достоинства сотрудника центра «Э» Алексея Окопного к одному из лидеров «Другой России» Сергею Аксенову и гражданскому активисту Павлу Шехтману за публикации в «Гранях.Ру», «Газете.Ру» и на Радио Свобода. Суд постановил взыскать с Аксенова 40 тысяч рублей, а с Шехтмана – 50 тысяч рублей. Окопный требовал взыскать с ответчиков по 250 тысяч рублей. Оскорбившие Окопного материалы касались убийства активиста «Другой России» Юрия Червочкина в 2007 году и прошлогоднего задержания шестилетнего сына Аксенова вместе с няней Викторией Кузнецовой (см. монитор за октябрь 2012 года). Суд не стал обязывать СМИ публиковать опровержения оскорбившей Окопного информации.

ДЕКАБРЬ, 9
НТВ
Редакторы программы «Центральное телевидение» на НТВ подвергли цензуре текст песни «Москва», исполненной группой «Ленинград». В вечернем эфире упоминания лидером группы Сергеем Шнуровым первых лиц государства были замаскированы утиным кряканьем наравне со словами «охуенно» и «хачи». При этом соседствующие с Путиным и Медведевым фамилии Ксении Собчак и Алексея Навального, так же как и упоминание группы Pussy Riot были оставлены в тексте. А в словосочетании «храм Спасителя» было скрыто только слово «храм». Строчки, посвященные журналистам федеральных телеканалов: «Останкино сгорело быстро, а утонуть бы не смогло», были оставлены редакторами без изменений. По сюжету песни «Москва» лирическому герою снится сон, в котором известные столичные атрибуты и персонажи одновременно сгорают.

ДЕКАБРЬ, 9
Piter.TV
Администрация Санкт-Петербурга разрешила националистам пройти маршем по району Автово. Около 200 человек прошли по заснеженным тротуарам, скандируя: «Русские вперед!», «Хватит кормить Кадырова!», «Русским русская страна, отменить 282!», «Свободу политзаключенным!», а также множество оскорбительных лозунгов. Некоторые из протестующих вели себя агрессивно и даже угрожали разбить камеры репортерам. Так, группа футбольных фанатов пошла в масках от станции метро к точке сбора, выкрикивая: «Быстро убрали камеры или разобьем!». Репортеры игнорировали угрозы, продолжая снимать

ДЕКАБРЬ, 10
«Бизнес новости Республики Коми»
В городе Ухте (Республика Коми), детский садик «Золотая рыбка» отмечал 45-летие. В редакцию агентства «Бизнес новости Республики Коми» позвонил сотрудник детского сада и пригласил на торжества. Через пару часов тот же сотрудник с дрожью в голосе звонит, извиняется и просит журналистов не приходить, потому как в администрации им запретили. В управлении образования, куда обратилась редакция, сообщили, что дата там не юбилейная, а значит и делать журналистам там не чего. Это уже не первый случай, когда журналистов БНК не пускают в детский сад.

ДЕКАБРЬ, 11
Все СМИ
Депутат Госдумы Олег Михеев разработал законопроект о защите населения от информации, согласно которому журналистов будут сажать за распространение негативной информации. «Руководители телеканалов и репортеры должны уделять негативным сообщениям 30% от общего эфирного времени. За игнорирование допустимой меры парламентарий предлагает наказывать лишением свободы на срок до шести лет», – комментирует «Русская служба новостей». По словам Михеева, основное требование законопроекта – это не введение цензуры, а защита людей от чернухи в СМИ. Информировать население надо, но не смаковать кровавые подробности, считает депутат. В течение месяца документ будет проходить согласование в профильных министерствах и думских комитетах.

ДЕКАБРЬ, 11
Олег Хоменок
Известному украинскому журналисту, медиа-эксперту, советнику по СМИ международной медиа-огранизации «Интерньюс Нетворк» Олегу Хоменку запретили въезд в Россию на пять лет. Как рассказал О. Хоменок, он получил ответ из Федеральной службы безопасности России, в котором сообщается, что он был включен «в список лиц, въезд которым в Российскую Федерацию не разрешен, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», с 25 сентября 2012 года сроком на 5 лет». Отметим, соответствующий пункт 1 статьи 27 гласит: «это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения». Олег Хоменок намерен обжаловать этот запрет. «Я отправил это письмо российским юристам. Если не знаешь, как поступать, надо поступать по закону. Я надеюсь, что российские юристы изучат ситуацию и скажут, есть ли возможности обжалования. Если есть, я буду пытаться обжаловать этот запрет. Если нет – будем ждать пять лет», – говорит Олег Хоменок. Напомним, 29 октября Олега Хоменка не пустили в Россию. По прилету в Калининград, где он должен был проводить семинар по журналистским расследованиям, пограничники сообщили ему, что «в соответствии с законодательством России» ему запрещен въезд на территорию страны. О причинах запрета ничего не сообщалось. Сам Олег Хоменок предполагал, что этот инцидент может быть связан с запретом на его въезд в Белоруссию (см. монитор за октябрь 2012 года). Ранее Олегу Хоменку запретили въезд в Беларусь. Ему сообщили, что он – в числе людей, которым запрещен въезд на территорию страны. Тогда Хоменок высказывал предположение, что это может быть связано с общеполитической ситуацией в Белоруссии. И все, кто имеют какое-то отношение к СМИ, могут попасть под подобный запрет.

ДЕКАБРЬ, 12
«Своя народная газета»
В ФЗГ обратился главный редактор «Своей народной газеты» (Смоленская область) Илья Попов. Он сообщил, что к изданию предъявлено 6 исков о защите чести и достоинства от героев публикаций. Среди истцов – глава района, депутаты Горсовета, руководители крупных предприятий. Поводом для их обращений в суд стали материалы, которые лишь намекают на возможные нарушения в работе аппарата администрации. Последний суд закончился тем, что газета обязана опровергнуть информацию: «Ежеквартально муниципальное бюджетное автотранспортное учреждение объявляет открытый аукцион на поставку горюче-смазочных материалов... Сумма закупок в среднем на 800 с лишним тысяч. Победитель в этом году один – ООО «Арго», которым по слухам, на равных долях владеют племянник главы района Юрий Полярин и его сын Андрей Иванов».

ДЕКАБРЬ, 12
Все СМИ
Анна Политковская
Мосгорсуд на первом заседании по делу бывшего сотрудника МВД Дмитрия Павлюченкова, обвиняемого в организации убийства журналистки Анны Политковской, частично закрыл процесс от прессы, выполнив, таким образом, ходатайство прокуратуры. «Есть ряд документов, которые можно огласить в открытом режиме: постановление о возбуждении дела, постановлении об утверждении сделки со следствием; что касается остального, то ходатайствуем об оглашении характеризующих данных, данных о состоянии здоровья, а также ряда документов с грифом «секретно» в закрытом режиме», – заявила прокурор Гюльчехра Ибрагимова в Мосгорсуде, который в особом порядке рассматривает дело против Павлюченкова. Прокуратура потребовала приговорить обвиняемого к 12 годам тюрьмы. О том, что процесс могут засекретить, накануне заявили родственники Анны Политковской. «По нашей информации, завтра процесс, возможно, будет закрыт, засекречен. У нас попросят подписку о неразглашении, мы ее давать не собираемся», – сказал на пресс-конференции сын погибшей журналистки Илья Политковский. Он отметил, что Павлюченков сильно занижает свою роль в преступлении. «Он точно является одним из основных организаторов, и совершенно точно знает как минимум посредника и, скорее всего, заказчика. Именно поэтому завтра в очередной раз мы будем пытаться его сделку со следствием отменить», – сказал Политковский. Корреспондент «Новой газеты» Анна Политковская была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде своего дома на Лесной улице в Москве. За шесть лет следствию так и не удалось установить заказчика преступления.

ДЕКАБРЬ, 12
Марина Мерзлякова
В ФЗГ обратилась журналист из города Лесного (Свердловская область) Марина Мерзлякова. Она сообщила: «Я работаю корреспондентом в частной независимой газете одного из небольших закрытых городов Уральского федерального округа. Я не знаю, куда обратиться, поскольку никогда не сталкивалась с подобного рода проблемами. Недавно был выпущен ряд критических материалов в адрес главы нашего города. Город маленький, мужа и детей у меня нет, поэтому власть решила надавить через родителей. Через третьих лиц мне дали понять, что если я не успокоюсь, мама будет уволена. Некоторые намекают на угрозу моей личной безопасности. Сами чиновники в редакцию не обращаются, хотя я предлагала им поговорить. Они видят общение со мной только в неформальном виде, на что я согласиться, сами понимаете, не могу. Понятно, что данные события я не могу подкрепить никакими фактами, т. к. нет ни записей, ни официальных обращений со стороны администрации. Что мне делать? Как обезопасить себя и своих близких? Если честно, то страх у меня, конечно, присутствует. Главный редактор полностью на моей стороне и поддерживает меня, но ведь никаких гарантий, кроме собственной солидарности, он, естественно, дать не может. На тех людей, которые принимали участие в подготовке одного из материалов, видимо, тоже надавили. Сейчас они открещиваются от нашей газеты и всячески пытаются выказать поддержку главе города.

ДЕКАБРЬ, 14
Газета «Известия»
Суд в Москве отказался штрафовать газету «Известия» за материал о доходах журналистки Ксении Собчак. Об этом рассказали адвокаты издания. В исковом заявлении Собчак требовала опровергнуть опубликованные в газете сведения о размерах ее доходов и взыскать с издания компенсацию «в несколько миллионов». О каком именно материале «Известий» идет речь, не уточняется. По словам адвокатов, защита Ксении Собчак предоставила суду декларации о доходах и другие документы, однако иск телеведущей был отклонен судом в полном объеме. Вопрос о доходах Ксении Собчак привлек внимание общественности и СМИ, когда в ходе обыска в рамках дела о беспорядках на Болотной площади сотрудники Следственного комитета обнаружили у нее дома около 1,5 миллиона евро. В связи с этим в отношении телеведущей была начата налоговая проверка, которая, однако, не выявила нарушений. 15 октября деньги Собчак вернули.

ДЕКАБРЬ, 14
Все СМИ
В Совете при президенте РФ по правам человека прошло специальное заседание на тему: «Безопасность журналистов: кто виноват, и что делать?». Встреча намечалась очень представительной: в ней должны были принять участие министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев, Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев, председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, заместитель Генерального директора ЮНЕСКО Янис Карклиньш, Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, председатель Адвокатской палаты Москвы Генри Резник, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов и ряд других. На встрече предполагалось обсуждение вопросов, связанных с безнаказанностью преступников, и выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. В частности, на заседании планировалось заслушать и обсудить информацию правоохранительных органов и правозащитных организаций о практике обеспечения безопасности журналистов, в том числе об итогах расследования преступлений против журналистов, об особенностях применения статьи 144 УК РФ, предусматривающей ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. Однако главной темой начавшегося в 12 часов заседания оказался митинг 15 декабря. Выяснилось, что накануне заместитель мэра два с половиной часа поил чаем представлявшего Совет Николая Сванидзе, так и не дав ему попытаться внести согласие в конфликт заявляющих митинг и отказывающих в его проведении. Кроме того, вместо первых лиц из правоохранительных органов на заседание пришли замещающие их генералы, которые успешно зачитали свои тексты, но не сумели толком ответить на вопросы присутствующих. Члены Совета и в изобилии приглашенные эксперты участвовали в заседании посредством вопросов и сердитых реплик. Программа заседания была откровенно нарушена. Министр внутренних дел господин Колокольцев, по словам заменявшего его генерала, лично проводил в это время в Кабардино-Балкарии акцию по задержанию предполагаемых убийц Казбека Геккиева. Однако вскоре выяснилось, что в Нальчике министр лишь сообщил об установлении личности еще одного подозреваемого в убийстве журналиста и распорядился охранять сотрудников ГТРК «Кабардино-Балкария». …Заседание должно было закончиться в 16 часов, однако в 16.30 намеченное к подписанию соглашение о взаимодействии между Советом при президенте и МВД подписано не было, и не было даже оглашено. Именно в этот момент ваш корреспондент покинул это затянувшееся заседание.

ДЕКАБРЬ, 14
Юрий Пасиков
В сентябре в Кашарском районе (Ростовская область) прошли выборы главы районной администрации. Схватка за место главного местного начальника была жаркой: на финишную прямую вышло шесть претендентов, однако главная борьба развернулась между кандидатами от КПРФ и от «Единой России». В итоге победил единоросс, зам главы администрации соседнего Верхнедонского района Иван Фалынсков. Редактор районной газеты «Слава труду» Юрий Пасиков во время предвыборных баталий публиковал материалы всех кандидатов, как того и требует закон, и при освещении выборной компании в предвзятости замечен не был. Редакция под его руководством работала стабильно, газета пользовалась популярностью у читателей. Неудивительно, что новый глава района, вопреки сложившейся традиции, решил оставить Пасикова на своем посту, о чём управляющий делами администрации его и известил. Поскольку у Пасикова закончился контракт, он написал новое заявление о приеме на работу, оставил его управляющему делами и пошел делать газету. Он подписал очередной номер и отправил его в типографию, когда позвонили из администрации и сообщили, что ему придется всё-таки оставить свой пост в связи с тем, что «кое-кто не хочет с ним работать», редактором назначается сотрудник кашарской районной газеты Савостиков. Пасиков подал в суд иск о восстановлении на работе в связи с тем, что он фактически был принят на работу, раз уже успел приступить к исполнению своих обязанностей: подготовил и подписал в печать очередной номер газеты. В судебном заседании назначенный редактором Савостиков раскрыл тайну, кто же «не хочет работать с Пасиковым». Он сообщил, что ему в день выхода газеты звонил председатель районного собрания депутатов Удовицкий и спрашивал, кто подписывает номер газеты и кто будет редактором. Полученный ответ его не устроил: Пасиков неоднократно критиковал председателя районного собрания в газете и, похоже, именно Удовицкий постарался убедить руководителей района, что «редактора надо сменить». Следующее судебное заседание по иску Пасечникова назначено на 19 декабря. ФЗГ следит за развитием событий.

ДЕКАБРЬ, 14
Анна Политковская
Мосгорсуд приговорил Дмитрия Павлюченкова, организатора убийства Анны Политковской, к 11 годам колонии. Павлюченкова, который находился под домашним арестом, взяли под стражу в зале суда. При вынесении приговора суд частично удовлетворил гражданский иск родственников Политковской. Они требовали компенсацию в размере 10 миллионов рублей, а судья обязал Павлюченкова выплатить им 3 миллиона. Прокурор требовал для экс-сотрудника МВД Павлюченкова 12 лет лишения свободы. Защита настаивала на условном сроке. Адвокаты подчеркивали, что Павлюченков заключил сделку со следствием, которая очень помогла правоохранительным органам. Кроме того, он является инвалидом и имеет множество государственных наград. Последнее слово подсудимого заняло пять минут. Павлюченков извинился перед родственниками Политковской и сказал, что его пример должен стать уроком людям, которые идут работать в МВД. Подсудимый добавил, что подельники хотели убить и его. «Мне повезло, что я остался жив», – заявил он. Журналистка «Новой газеты» Анна Политковская была застрелена в Москве осенью 2006 года (см. монитор за октябрь 2006 года). Дело об убийстве впервые рассматривалось в 2008-2009 годах, но присяжные оправдали подсудимых. Павлюченков на первом процессе был свидетелем. Во время повторного расследования фигурантами дела, помимо Павлюченкова, стали братья Махмудовы (Рустам, Ибрагим и Джабраил) и криминальный авторитет Лом-Али Гайтукаев. Непосредственным исполнителем убийства считают Рустама Махмудова. Павлюченков попал на скамью подсудимых раньше сообщников благодаря сделке со следствием. Заказчик преступления официально пока не назван.

ДЕКАБРЬ, 14
Все СМИ
Московская полиция предупредила СМИ о невозможности использования журналистами служебного положения во время проведения массовых мероприятий. Как сообщается в сообщении на сайте ГУ МВД России по городу Москве, аккредитационные карты и жилеты с надписью «пресса» могут упростить взаимодействие журналистов и полиции. Подчеркивается, что отсутствие этих двух вещей не может быть препятствием для осуществления журналистом его профессиональной деятельности. «Однако недопустимо использование статуса журналиста не для освещения публичного мероприятия, а для участия в нем», – говорится в сообщении

ДЕКАБРЬ, 14
Юрий Кабанцев
ДТП в центре Сыктывкара стало причиной большой пробки – на перекрестке улиц Бабушкина – Интернациональная столкнулась пассажирская Газель и иномарка «КИА». Из-за аварии автомобильное движение в центре Сыктывкара парализовано. Никто из пассажиров «Газели» не пострадал. Каждый из водителей винит в ДТП другого. В свою очередь водитель «КИА» в грубой форме угрожал журналисту БНКоми Юрию Кабанцеву расправой, в случае если материал о ДТП появится на ленте информагентства.

ДЕКАБРЬ, 14
Виктор Корб
В производстве Советского суда Омска находится дело по иску регионального управления МВД к известному журналисту, оппозиционеру Виктору Корбу. Поводом для иска стали высказывания Корба на сайте «Омск политический», где он назвал стражей порядка «полицаями». И теперь истцы требуют опровержения «порочащей» органы внутренних дел информации. Статья «Суд «Омские полицаи против Виктора Корба» была опубликована еще 24 сентября. И речь в ней шла о судебном процессе, в ходе которого сотрудники омского УМВД требовали признать Виктора Корба организатором несанкционированного мероприятия – собрания участников «Стратегия 31». Однако «гражданский журналист» выиграл тот процесс. Но то, как оппозиционер позже изложил сведения на сайте «Омск политический», весьма не понравилось представителям областного УМВД. Оскорбление они увидели в слове «полицай». Истцы требуют также компенсации судебных затрат в сумме 12 036 руб. И даже заказали у Омского государственного педуниверситета лингвистическую экспертизу. «Значение лексемы «полицай» в приведенных контекстах может быть определено как презрительное наименование сотрудников внутренних дел, – цитирует «СуперОмск» заключение экспертов. .- Поставлены под сомнение уровень профессиональной подготовленности и морального качества сотрудников полиции» .Сам же Виктор Корб повода для иска не видит. По его словам, то, что было опубликовано, не являлось новостью, выдаваемой за факт, а было лишь комментарием в блоге. Кроме того, в блоге В. Корб не раз уточнял, кого именно называет «полицаями» – не всех сотрудников полиции, а только тех, которые нарушают Закон.

ДЕКАБРЬ, 14
Издательский дом «ТРИЭС»
Октябрьский райсуд Омска постановил взыскать с ИД «ТРИЭС» в пользу гендиректора НПО «Мостовик» депутата Заксобрания Олега Шишова 35 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, причиненного размещением на сайте еженедельника «Бизнес-курс» сообщения «Шишова подозревают в хищении двух миллиардов». Как сообщалось, истец требовал с издательства за эту заметку 1 млн. рублей, хотя содержалась в ней информация, взятая из газеты «Известия», которой он иска не предъявил. Речь шла о возбуждении Следственным управлением МВД Сочи уголовного дела в отношении руководства НПО по факту «попытки хищения путем завышения сметной стоимости работ при строительстве санно-бобслейной трассы» (см. монитор за октябрь 2012 года). Как пояснил Олег Шишов в заявлении, претензий к известинской публикации у него нет, поскольку его фамилия там не названа, а сказано только о безымянных «руководителях» «Мостовика», тогда как на сайте БК она вынесена в заголовок. В судебном заседании представитель издания заметил, что руководит заявитель этой компанией с момента ее создания (1989 г.) и по закону об ООО как генеральный директор является «единоличным исполнительным органом общества». Суд, очевидно, этим доводам внял, однако ответственности с ответчика за упоминание фамилии «единоличника» (хотя она вроде – не засекреченная) не снял. Тем временем издательскому дому «ТРИЭС» предъявлено еще два иска, каждый – на миллион рублей. Один из истцов – тот же Олег Шишов. На сей раз им оспаривается публикация в газете «Ваш Ореол» двухмесячной давности под названием «Как украсть партийный асфальт». В ней рассказывалось о том, что многие межквартальные проезды, за которые в рамках программы «Единая Россия» отвечало НПО «Мостовик», были отремонтированы только документально. Податель другого иска – глава Калачинского района Вадим Цыганков. Обжалуется им, в частности, статья «Вашего Ореола», где сказано, что должность главы района он совмещает с успешным бизнесом. Как пишет издание, факт этот подтвержден районной прокуратурой и Калачинским городским судом, обязавшим Цыганкова выйти из числа учредителей ряда фирм. С его слов из интервью тому же изданию, состоит в хороших отношениях с Олегом Шишовым, способствовавшим, по сведениям «ВО», его выдвижению на этот пост. Примечательно, что исковые заявления они подали почти одновременно – с интервалом в 3 дня. В то же время обоих можно считать соратниками экс-губернатора Леонида Полежаева, возглавившего после ухода на заслуженный отдых в мае с.г. благотворительный фонд «Духовное наследие». В общественном совете фонда в числе самых крупных предпринимателей Омского региона состоит и Олег Шишов. Вадим Цыганков подтвердил свою преданность бывшему областному главе накануне его ухода («Омская правда», 1 мая 2012г.), высоко оценив его роль в развитии области и улучшении благосостояния ее жителей. С издательским домом «ТРИЭС» у Л. Полежаева, как и у его соратников, тоже сложились натянутые отношения: осенью прошлого года (дайджест № 542) он подал на два его издания («БК» и «ВО») три иска, оценив в них свои нравственные страдания в 1,5 млн. рублей (см. монитор за октябрь 2011 года)

ДЕКАБРЬ, 15
Газета «Хабаровский экспресс»
В Хабаровске случился скандал перед открытием 41-й отчетно-выборной конференции краевого комитета КПРФ, где должны были определиться с выбором главного коммуниста края. Прежний секретарь Анатолий Дронченко скончался в мае. Журналиста независимой городской газеты «Хабаровский экспресс» «попросили» с мероприятия под предлогом, что оно «проходит в закрытом режиме». Угрожали – если не подчинится – применить силу. Заранее аккредитация журналистов не проводилась, регистрировали «только членов КПРФ и приглашенных». Не помогло ни удостоверение газетчика, ни соседство сидевшего рядом депутата Госдумы РФ от Хабаровского края и ЕАО Сергея Штогрина. Он не стал вмешиваться в конфликт, сделал вид, что ничего не слышит, ничего не видит... Кстати, тремя днями раньше в Хабаровске проходила отчетно-выборная конференция регионального политсовета «Единой России», на которой также, как и у коммунистов, решалась судьба лидера партии. Конференция это была открытая, и на ней могли присутствовать все журналисты, несмотря на партийную принадлежность и позицию, которую занимает издание.

ДЕКАБРЬ, 15
Наталья Филонова
Во время несогласованной акции протеста оппозиции в Москве на Лубянской площади полиция задержала редактора петровск-забайкальской газеты «Всему наперекор», члена движения «Солидарность» Наталью Филонову. Об этом в своём ЖЖ написал сопредседатель движения «Солидарность» в Забайкальском крае Сергей Ратничкин. «Наталью Филонову задержали возле Соловецкого камня на Лубянской площади Москвы во время прогулки и ознакомления с достопримечательностями столицы. В данный момент её привезли в Басманное ОВД. Как передаёт депутат Филонова из автозака, сегодня к Соловецкому камню пришли возложить цветы много простых людей, в том числе из провинции, что самое удивительное, встретила нескольких из Забайкалья. В данный момент около 15 узников режима находятся в не отапливаемом автозаке во дворе Басманного ОВД столицы», – написал Ратничкин. В следующей записи журнала он уточнил, что на Филонову составлен протокол, и она задержана на 48 часов. Наталья Филонова известна в Забайкалье как редактор оппозиционной газеты «Всему наперекор», депутат Петровск-Забайкальского Совета, организатор митингов и пикетов. Летом 2011 года она проводила акции протеста против закрытия малокомплектных школ, переросшие в голодовку. Филонова с двумя активистками движения «Солидарность» оказалась в больнице. В августе 2012 года Филонова объявила акцию неповиновения власти, не являясь на судебные заседания по делу об оскорблении помощника прокурора. В октябре она провела в Чите пикет с плакатом «Суды, прокуратуры, избиркомы – путинские холопы» около здания краевой администрации.

ДЕКАБРЬ, 15
Алексей Голубев
Московская полиция проверяет появившуюся информацию об избиении сотрудниками силовых структур корреспондента «Эхо Москвы» на несанкционированной акции, которая была пресечена в центре российской столицы. «Мы крайне заинтересованы в объективной проверке данного факта и поэтому просим представителя СМИ обратиться с официальным заявлением в органы внутренних дел для проведения всесторонней проверки», – цитирует «Интерфакс» представителя пресс-службы столичного МВД. Ранее в интернете появилась информация, что корреспондент радиостанции Алексей Голубев пострадал во время разгона протестующих на Лубянской площади. Как передаёт «Эхо Москвы», полицейский три раза пнул журналиста по голени. При этом корреспондент радиостанции показал бойцу удостоверение журналиста и тот понимал, что бьёт представителя прессы. Также сообщается, что корреспондент записал номер жетона полицейского.

ДЕКАБРЬ, 15
Никита Аронов
Все СМИ
В Москве полиция вытеснила людей с Лубянской площади, с места, где было предпринята попытка проведения несанкционированного митинга. Людей выдавливали с площади, толпу делили на секторы, периодически происходили задержания. В числе задержанных оказался корреспондент радиостанции «Серебряный дождь». Он был одет в жилетку, выданную сотрудниками полиции, также у него была специальная пресс-карта, позволяющая ему освещать массовые мероприятия, в том числе несанкционированные. Журналист заявил, что полицейские применили к нему силу. По его словам, он находился в гуще событий, но сам ничего противоправного не совершал. Среди задержанных оказался и журналист The New Times (имя неизвестно). Также задержан корреспондент радиостанции «Серебряный дождь». По его словам, полиция применила к нему силу. Задержан журналист «Мира новостей» Никита Аронов, который сидел на скамейке. На вопрос, мешает ли он проходу, его взяли под руки и увели. Блогеры сообщили и о задержании корреспондентки Slon.ru Среди задержанных также был журналист «Московского комсомольца»

ДЕКАБРЬ, 16
Все СМИ
В селе Надёжино (Нижегородская область) в участковой избирательной комиссии корреспондентов ознакомили с локальной «Инструкцией о порядке работы средств массовой информации в УИК №23 в день голосования по выборам депутатов сельского совета вновь образованного муниципального образования Хрипуновский сельсовет Ардатовского муниципального района Нижегородской области 16 декабря 2012 года». Помимо выдержек из Федерального закона «О средствах массовой информации» инструкция содержала требования к наличию у журналиста обязательного пакета документов (заверенная копия устава СМИ, редакционное задание, редакционное удостоверение, командировочное удостоверение). Также этот документ устанавливал ограничение на место съемки и на суммарное время фото- и видеосъемки, проводимой представителями средств массовой информации. Председатель участковой комиссии отказалась предоставить копию инструкции или сфотографировать её.

ДЕКАБРЬ, 17
«Уралинформбюро»
Выборы главы Уральского государственного горного университета (Екатеринбург) назначены на 19 декабря 2012 года. Инициативная группа преподавателей УГГУ направила обращение в СМИ, в том числе и «Уралинформбюро», с просьбой присутствовать на голосовании. Однако аккредитоваться на мероприятие не так-то просто: проректор по правовым вопросам вуза Леонид Антропов 14 декабря заявил корреспонденту, что для начала нужно явиться к нему на собеседование. «Мало ли кто Вы такая, посмотрим сперва, побеседуем», – сказал он.

После этого «Уралинформбюро» отправило официальный запрос в приемную ректора УГГУ Николая Косарева, и 17 декабря оттуда пришел ответ. Теперь в университете потребовали принести заявку на аккредитацию, где должны быть указаны паспортные данные журналиста, две фотографии, копию свидетельства о регистрации СМИ и копию Устава редакции. Такого набора документов с акул пера не требуют даже для прохода на мероприятия областного правительства. При этом не факт, что после предоставления всех бумаг аккредитация в «горном» будет получена. Столь явное нежелание впускать прессу на выборы настораживает – не исключено, что в вузе не все чисто. В письме инициативной группы говорится о подкупе избирателей. Например, членам ученого совета повысили заработную плату на 20 000 рублей, чего не было уже давно. «Оппоненты действующего ректора Николая Косарева оказались в опальном положении. Тем, кто выступает против, угрожают увольнением из вуза. Многие из нас и наших коллег посвятили УГГУ всю свою жизнь. Понятно, что мы не хотим потерять работу в университете», – пишут преподаватели. Они утверждают, что и предыдущие выборы были нечестными. Подсчетом голосов руководил сам Николай Косарев, а считали бюллетени его соратники в закрытом помещении. В университет не допустили независимых наблюдателей, которые могли бы стать свидетелями нарушений и придать их огласке. Сотрудники университета готовят запросы в федеральное и региональное министерства образования, а также в ректорат УГГУ. Они требуют установить для приема голосов прозрачные урны, а подсчет производить в присутствии избирателей и журналистов.

ДЕКАБРЬ, 17
НТВ
Певец Григорий Лепс подал к телекомпании НТВ иск о защите чести и достоинства, потребовав 2 миллиона рублей в качестве компенсации морального вреда. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Пресненского суда Москвы. Претензии выдвинуты в связи с выходом передачи «Ты не поверишь!». При этом в суде не уточнили, какая именно информация послужила поводом для иска. В передаче «Ты не поверишь!» Лепс упоминался в выпуске от 6 октября 2012 года. Там было сказано, что артист якобы ушел в запой после того, как в течение пяти лет не употреблял алкоголь. Представители НТВ и Григория Лепса пока не прокомментировали обращение в суд.

ДЕКАБРЬ, 17
Андрей Трофимов
В Сергиевом Посаде (Московская область) судят главного редактора «Альтернативной газеты» Андрея Трофимова. Заявление в порядке частного обвинения в мировой суд подал помощник главы района по информполитике и туризму Александр Лоевский. Конфликт с чиновником у журналиста случился в стенах райадминистрации. По версии Лоевского, известный в районе редактор оппозиционного главе администрации СМИ Трофимов зашел в здание и избил его. По версии же Трофимова, он утром зашел в администрацию, чтобы узнать, состоится ли там заседание главы с членами районной Общественной палаты. Перед входом путь ему преградил Лоевский, сказав, что журналисту тут нечего делать. Трофимов уверен, что речь идет о заранее спланированной провокации, поскольку другой чиновник все происходящее снимал на видео. Трофимов заявил, что это препятствование его журналисткой деятельности и попытался проскочить мимо Лоевского вдоль стены, но не тут то было. На видео, представленном в суде, видно, как мощный Лоевский прижал худого Трофимова к стене. По словам журналиста, в этот момент чиновник еще и исподтишка ударил его в живот. Трофимов дал сдачи. Теперь эта сцена и составляет предмет иска. На первом заседании судья Светлана Коновалова известила журналиста о его статусе подсудимого по статье 115 УК РФ за нанесение вреда здоровью легкой тяжести. По мнению Трофимова, таким образом, районные власти пытаются мстить ему за острые публикации о незаконных распродажах земель в районе и строительства коттеджей в исторических зонах Радонежа, Абрамцево и вокруг Троице-Сергиевой лавры. Кстати, до сих пор ни одного дела по этим фактам не возбуждено, хотя нарушения настолько вопиющи, что тревогу бьют Общественная палата РФ и Минкульт.

ДЕКАБРЬ, 17
Все СМИ
По меньшей мере 139 журналистов погибли в 2012 году в связи с осуществлением своей профессиональной деятельности в 29 странах мира, о чём неправительственная организация Press Emblem Campaign (PEC) заявила в Женеве. Это на 30% больше, чем в прошлом году. Печальный рекорд достигнут главным образом из-за гибели как минимум 36 сотрудников СМИ во время гражданской войны в Сирии, отметил PEC в своём ежегодном докладе. С января в стране были убиты 36 журналистов, 13 из которых были сотрудниками иностранных СМИ. После Ирака, с 2003 по 2006 годы, Сирия стала одним из самых опасных мест для журналистов. Кроме того, в Сомали ситуация ухудшалась в течение года. Там погибли 19 журналистов. Большинство из них стали мишенью вооружённых групп, которые не переносят любые критические голоса. Пакистан с 12 жертвами занимает третью позицию. Среди самых опасных стран для людей, работающих в средствах массовой информации, три страны Латинской Америки: Мексики и Бразилии, в каждой из которых по крайней мере по одиннадцать убитых репортёров, и Гондурас с шестью погибшими журналистами. Были также шесть жертв в 2012 году на Филиппинах и четыре в Бангладеш. Три журналиста были убиты в следующих странах: Эритрея, Индия, Ирак, Нигерия и в секторе Газа. По два погибших сотрудника СМИ приходится на Афганистан, Боливию и Колумбию. По одному погибшему журналисту – в Бахрейне, Египте, Камбодже, Эквадоре, Гаити, Индонезии, Непале, Уганде, Панаме, России, Южном Судане, Танзании и Таиланде. Во всем мире, начиная с января 2008 года, согласно информации, предоставленной PEC, 569 журналистов были убиты в связи со своей профессиональной деятельностью. Кроме того, по мнению PEC, в настоящее время 232 журналиста находятся в тюрьме. Хуже всего ситуация в Турции, Иране и Китае. За ними следуют Эритрея, Сирия, Вьетнам, Азербайджан, Эфиопия, Узбекистан и Саудовская Аравии.

ДЕКАБРЬ, 17
Печатная версия «РБК daily в Петербурге»
Печатная версия газеты «РБК daily в Петербурге» прекращает свое существование. Последний номер издания выйдет в свет в пятницу, 21 декабря этого года. Российская медиагруппа РБК создана в 1993 году. В состав холдинга входят информагентство РБК, новостной интернет-портал, бизнес-аналитический портал Quote.rbc.ru, ежедневная газета «РБК daily», бизнес-телеканал РБК ТВ, ряд тематических online-изданий, ежемесячный деловой журнал РБК, журнал о высоких технологиях CNews. Ранее появилась информация о якобы готовящемся закрытии печатной версии «РБК daily». По этой версии, владелец издания – группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова – направит высвободившиеся средства на развитие интернет-проектов и телеканала РБК. Решение о закрытии печатной версии якобы было принято новым президентом издания, а первым под сокращение должно попасть петербургское представительство газеты. Главный редактор «РБК daily» Петр Кирьян тогда опроверг информацию о предстоящем закрытии печатной версии газеты. Генеральный директор РБК Сергей Лаврухин уточнил, что региональная онлайн-версия РБК в Петербурге «является самым популярным ресурсом», а печатная городская версия издания будет закрыта. Закрытие федерального печатного издания «РБК daily», по его словам, не планируется. Аудитория печатной версии «РБК daily» – 90 тыс. человек, аудитория сайта – 300 тыс. человек в день, рассказал Лаврухин. Еще одна причина закрытия печатной версии издания в Петербурге – убыточность. Что касается доходов от рекламы, то пока печатная версия зарабатывает больше, чем онлайн-версия, но эта ситуация должна измениться, полагает гендиректор РБК. Еще одна причина выпуска печатной версии «РБК daily» – использование ее как маркетингового инструмента, напомнил Сергей Лаврухин. В следующем году эту роль вместо печатной версии будет играть рекламная кампания. В редакции «РБК daily в Петербурге» подтвердили информацию о закрытии печатной версии издания, отказавшись от дальнейших комментариев. В России случаев закрытия печатных версий издания не так много, но в западных странах это тенденция, говорит директор Института современных медиа Кирилл Танаев: «Интернет меняет экономическую модель СМИ. Читатель перестал хотеть платить за контент, а рекламодатель не уверен, нужно ли ему платить за печатную версию, если есть Интернет. СМИ должны сделать выбор: ведут они борьбу за востребованность печатной версии или нет. РБК от этой борьбы отказались».

ДЕКАБРЬ, 17
Валентин Халецкий
Корреспондент украинской газеты «Славянские новости» Валентин Халецкий задержан в Москве сотрудниками полиции. Задержанный доставлен в изолятор временного содержания. Задержание произведено по запросу Управления по борьбе с организованной преступностью по городу Киеву МВД Украины. Ранее журналист был объявлен украинскими правоохранителями в международный розыск. Официально его обвиняют в мошенничестве и подделке документов. Однако украинские коллеги говорят о том, что В. Халецкого могут преследовать за его публикации о злоупотреблениях киевских чиновников. Корреспондент «Славянских новостей» не менее года был аккредитован при МИД России. Претензий к нему российская полиция не имеет. В своих статьях В. Халецкий писал о необходимости интеграции Украины с Россией и Белоруссией. Как сообщает «Лента.Ру, он был одним из авторов недавно распространенной в интернете «Хартии воссоединения народа России, Украины и Белоруссии», целью которой является создание Конфедеративного межгосударственного союза трех государств. Также сообщалось, что задержанный был одним из инициаторов создания «Народного большинства России», движения, сформированного единороссами для объединения общественных организаций в России, Белоруссии и Украине.

ДЕКАБРЬ, 18
Газета «Красное знамя»
В Республике Коми суд принял решение о выселении «Красного знамени» из Дома печати за долги. Договор ЗАО «Красное знамя» и Агентства республики по управлению имуществом на аренду помещений в Доме печати признан утратившим силу. Такое решение сегодня вынес Арбитражный суд республики. «Суд исковое заявление от Агентства по имуществу признал. Пока рано что-то комментировать до вступления его в силу. Арендные отношения у редакции имеются с Агентством по управлению имуществом, Агентство по печати выступает в данном случае как балансодержатель. А текущие платежи за коммунальные и эксплуатационные услуги мы у них последнее время тоже через суд только выбиваем. Платежи периодически накапливаются, мы подаем в суд. Но без решения суда заставить редакцию освободить помещения мы не можем. В соответствии с законом будет производиться выселение, – сообщил БНКоми заместитель руководителя Агентства республики по печати и массовым коммуникациям Денис Фролов. Со своей стороны главный редактор «Красного знамени» Евгений Горчаков заявил БНКоми, что позитива и не ожидал, он попытается использовать все шансы, чтобы обжаловать его. Руководителю газеты не осталось ничего иного, кроме как горестно напомнить о морали: «Газета сидит в этих помещениях поколениями, с 1960-х годов, если я не ошибаюсь. К этому привыкли подписчики. И вообще это не очень красиво – взять и выставить старейшую газету Республики Коми из занимаемых помещений. Хотя бы ради ветеранов. Но если суд считает, что это правильно – ради бога, это их решение. С точки зрения собственника понятно, что нас все равно выселят. Но с точки зрения морали и этики, я думаю, все это выглядит ненормально». В то же время главный редактор считает «этичным» платить за аренду занимаемых государственных площадей не по договору, а исключительно по решению суда о взыскании долгов. «Наши долги все равно мы заплатим. Рано или поздно. Просто есть более удобное время для этого, а есть менее удобное. Долги есть, да. Но они все равно закроются. Как и долги перед типографией – все закроется. Есть такая практика, судебная практика – ну и что? Все в рамках закона происходит», – заявил БНКоми Евгений Горчаков, подчеркнув, что за последние годы редакция «здорово ужалась» в занимаемых помещениях.

ДЕКАБРЬ, 18
Газета «Риск»
В Кызыле (Республика Тува) за последний год по заявлениям премьера Тувы Шолбана Кара-оола возбуждено 22 административных дела в отношении учредителя газеты «РИСК». Впоследствии все они были признаны судом незаконными и необоснованными. Министр внутренних дел республики Александр Лобанов возбудил в отношении редакции по заявлению всё того же «униженного и оскорблённого» Кара-оола около десятка уголовных дел, которые впоследствии оказались несостоятельными. Руководитель Управления Роскомнадзора по РТ Куулар за истекший период сочинили кучу административных дел в отношении газеты. Большая часть из них уже признана судом незаконными и необоснованными. Остальных ждёт такая же участь.

ДЕКАБРЬ, 18
Михаил Лобанов
Пермский краевой суд 18 декабря отменил как незаконный приговор по уголовному делу о нападении на собкора ФЗГ Михаила Лобанова, удовлетворив кассационное представление гособвинителя, старшего помощника прокурора Перми Виталия Перешеина и самого потерпевшего журналиста. Журналиста рано утром 24 июня 2010 года избили возле дома двое молодых людей. «Скорую помощь» вызвали сотрудники вневедомственной охраны, по случайному совпадению приехавшие во двор многоэтажки. В нейрохирургической клинике был поставлен диагноз: перелом теменной и лобной костей справа, ушиб головного мозга средней степени тяжести и другие повреждения (см. монитор за ноябрь 2010 года). Проведенные в 2011 году четыре судебные экспертизы признали травмы тяжкими по признаку опасности для жизни. Но до этого, в 2010 году, милиция четыре отказывала в возбуждении уголовного дела. Одним из нападавших оказался нигде не работавший Сергей Погор – сын майора Ивана Погора из краевого ГУВД. Затем следствие четыре прекращало уголовное преследование Погора-младшего. Обвиняемым в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью назвали только его приятеля – Александра Наговицына. Мотовилихинский районный суд Перми 19 сентября 2012 года переквалифицировал действия подсудимого на причинение тяжкого вреда по неосторожности, назначил 1 год ограничения свободы и освободил от наказания в связи с истечением 2-летнего срока давности за такое преступление. Прокуратуре было отказано во взыскании с осужденного 49 975 руб. 68 коп., потраченных государством на лечение собкора ФЗГ. Примечательно, что процесс прошел в отсутствие самого потерпевшего и его представителя – не извещенных надлежащим образом о месте, дате и времени судебных слушаний. Интересно и другое совпадение: поступивший подобным образом бывший милиционер, судья Александр Богомягков ранее был фигурантом критических публикаций со стороны избитого журналиста. В частности, именно этот судья в 2011 году осудил невиновных гинекологов Владимира Кузнецова и Ирину Коневских, с 2010 года поддержанных репортером и полностью оправданных в 2012 году. На заседании краевого суда 18 декабря сотрудник прокуратуры Прикамья Вячеслав Епишин, собкор ФЗГ и представляющий его интересы адвокат Дмитрий Лобанов подробно рассказали о нарушениях, допущенных следствием и судом первой инстанции. Так, в постановлении 2011 года о назначении комиссионной судебной экспертизы следователь Ольга Чадова привела сфальсифицированные показания журналиста о том, будто его избил один Наговицын. При завершении расследования в 2012 году следователь Светлана Константинова не ознакомила с материалами дела потерпевшего и его представителя – несмотря на принятое еще в 2011 году ходатайство об этом. А судья Богомяков счел удар ногой Наговицына в лицо журналисту, уже потерявшему сознание после удара в голову сзади со стороны Погора, «действием по легкомыслию». Кассационная инстанция направила уголовное дело на повторное рассмотрение. Потерпевшая сторона теперь намерена просить районный суд о возврате дела прокурору Перми, а потом вновь – о передаче расследования из полиции в Следственный комитет РФ.

ДЕКАБРЬ, 19
Георгий Рожко
В Москве во время рейда, организованного муниципальными депутатами Совета «За здоровый образ жизни», охранники магазина «Перекресток» в Ново-Переделкино угрожали блоггеру и журналисту телеканала «Молодежное Общественное телевидение» Георгию Рожко, сообщили корреспонденту The Moscow Post в муниципалитете. При этом присутствовали муниципальные депутаты Андрей Митин и Дмитрий Салов из Западного округа. Возможно, именно присутствие парламентариев остановило охранников от дальнейших противоправных действий.

ДЕКАБРЬ, 19
Газета «Городские ведомости»
В Тольяттинской городской думе (Самарская область) состоялись слушания по ситуации в театре «Колесо». Выпускающий редактор «Городских ведомостей» Галина Плотникова, глубоко уважаемая среди журналистов Тольятти именно как театральный критик, написала об этих слушаниях репортаж. Но тут же последовал звонок из мэрии: «Не печатать! Удалить! Забыть!». Почему запретили печатать материал? Сложно ответить, не зная ситуацию досконально. Можно лишь предположить: Плотникова усомнилась в том, что вместо прежнего худрука театра надо ставить нового.

ДЕКАБРЬ, 19
Павел Кириллов
В Москве акции у Госдумы закончились задержаниями. Всего были задержаны около 30 человек, участвовавших в акциях. Большая часть задержанных стояли в одиночных пикетах против принятия закона, запрещающего усыновление американцами российских детей – эта акция началась около девяти утра. С одиннадцати подтянулись противники однополой любви. Они тоже развернули плакаты, с призывами прекратить пропаганду гомосексуализма. А в полдень началась акция ЛГБТ под названием «День поцелуев», направленная против гомофобии. Нетерпимые граждане закидали целующихся мужчин яйцами, после чего были задержаны и геи, и их противники, и корреспонденты нескольких изданий, в том числе был задержан и фотокорреспондент интернет-издания «Русский блоггер» Павел Кириллов. Задержали и нескольких других журналистов, но они сообщили, что пришли к Госдуме не в качестве корреспондентов, а как простые граждане.

ДЕКАБРЬ, 19
Михаил Карякин
В Нижнем Новгороде автора видеорепортажей о деятельности нижегородской оппозиции Михаила Карякина, работающего во входящей в НППЦ «Глагол» (СМИ Нижегородской епархии РПЦ) телекомпании «Образ», увольняют с работы за «деятельность в нерабочее время». Он был вызван к главному редактору Василию Спирину, который потребовал от Карякина «уволиться по собственному желанию», так как его деятельность в нерабочее время не устраивают компанию «Образ». Ранее на работу к Михаилу приходили двое сотрудников Центра противодействия экстремизму и общались с главным редактором. В ответ на отказ Михаила Карякина уволиться ему было объявлено, что последует увольнение «в связи с сокращением штатной должности» (он работает видео-монтажером). В тот же день Карякину было вручено уведомление об увольнении.

ДЕКАБРЬ, 20
Газета «Путь Кадырова»
После пресс-конференции президента РФ Владимира Путина закрыли газету «Путь Кадырова» (Чеченская Республика). Соответствующее решение приняла администрация Итум-Калинского района. Комментируя данную ситуацию, глава Чечни Рамзан Кадыров отметил, что считает неэтичным называть издание в честь первого президента Чечни без консультаций с членами его семьи. Отметим, что, по имеющимся сведениям, Р. Кадыров ранее дал согласие на такое название газеты. Газету закрыли после большой пресс-конференции президента РФ Владимира Путина. Ему задали вопрос о сокращении формата вещания радиостанции «Кавказ». Корреспондентка представилась сотрудницей издания «Путь Кадырова». Название газеты вызвало бурную реакцию у аудитории, однако глава государства призвал журналистов уважительно относиться к своим чеченским коллегам и к памяти первого президента Чечни Ахмата Кадырова.

ДЕКАБРЬ, 21
Газета «Советский спорт»
По сообщению газеты «Советский спорт», Главное управление МВД по Пермскому краю оставило без ответа запрос этого издания по поводу расследования «странного» футбольного матча чемпионата России между командами «Амкар» (Пермь) и «Анжи» (Махачкала).

ДЕКАБРЬ, 21
Александр Вьюн
Омский областной суд признал право блогера Александра Вьюна высказывать свое мнение о любом должностном лице, независимо от занимаемого им положения – в обществе, структуре власти и пр. Разбирательство по иску управляющего Региональным фондом поддержки малого и среднего бизнеса Вячеслава Федюнина к блогеру длилось около года. Оскорбил истца следующий текст комментария к публикации на сайте «Омскпресс»: «Руководитель там Зазнайка! Пусть лучше расскажет, сколько грантов в этом году к нему в конвертах вернулись!». За причиненный ему двумя фразами моральный ущерб Федюнин потребовал с ответчика компенсацию в сумме 5, 4 миллиона рублей. Иск Федюнина Центральный райсуд Омска в октябре с.г. частично удовлетворил, постановив выплатить ему в качестве компенсации морального вреда 1,5 тыс. рублей, т.е. снизив заявленную истцом сумму в 360 раз. Но ответчика и его представителя это решение не устроило. Представлял в суде интересы Александра Вьюна известный гражданский активист, тоже блогер Виктор Корб. Как он сказал нашему корреспонденту, из вердикта судьи Щеглакова следовало, что «любой чиновник или политик может требовать компенсацию за любые реплики, размещенные в любом месте, хоть на заборе». Таким образом, говорит Виктор, был создан опасный прецедент, позволяющий затыкать рты участникам публичной дискуссии, где бы она не происходила. Получилось так потому, что райсуд проигнорировал постановления Пленумов Верховного суда РФ (в частности, от 19 декабря 2003 г.), где прописано, что при рассмотрении дел о защите чести и достоинства российским судам следует руководствоваться нормами Европейской Конвенции по правам человека и решениями ЕСПЧ. А в них четко разграничены понятия чести и достоинства частных лиц и власть имущих, или же претендующих на власть и место в истэблишменте. Последние, по правилам европейского правосудия, находясь под неусыпным оком гражданского общества, должны иметь «пониженный иммунитет» к высказываемой в их адрес критике. А г-н Федюнин – в прошлом чиновник мэрии, и даже кандидат на пост мэра, т.е. лицо с претензиями на влиятельность в региональной политике. Учтя эти обстоятельства, коллегия по гражданским делам областного суда пришла к выводу, что компенсацию должен выплатить не Вьюн Федюнину, а – наоборот: постановление первой инстанции отменено и вынесено новое – о взыскании с истца в пользу ответчика понесенных им судебных издержек в размере 50 рублей.

ДЕКАБРЬ, 21
Газета «Берега»
Юлия Рудинская
Марина Захарова
В Тутаеве (Ярославская область) продолжаются увольнения редакторов газеты «Берега». Восемь месяцев назад в газете «Берега» уже увольняли редактора Юлию Рудинскую – она сравнила вновь избранного главу города с «чумным бараком». Ее постарались «убедить» не работать в «Берегах». И ей пришлось с этим предложением, «от которого нельзя отказаться», согласиться. В итоге взамен Рудинской возглавить муниципальный рупор попросили Марину Захарову, она и возглавила. И вот теперь Захарова тоже стала неугодна, хотя, по мнению коллег, «Берега» под ее руководством стали достаточно сбалансированной газетой: не восхваляющей непосредственное начальство, но пишущей больше о простых смертных и их проблемах. Возможно, как раз в этом и кроется подоплёка неудовлетворённости работой главного редактора со стороны районной власти – рейтинг главы Тутаевского района так и не вырос. Нединамично газета освещала при госпоже Захаровой трудовые будни муниципального начальства. Восстанавливать свои трудовые права Марина Захарова намерена в суде. Не исключено, что в случае неправоты администрации района ее представители попытаются договориться с Захаровой и дать ей отступные, как это произошло в случае с Рудинской.

ДЕКАБРЬ, 21
Станислав Дмитриевский
В Дзержинском районном суде Нижегородской области рассматривается представление городского прокурора о признании монографии «Международный трибунал для Чечни» экстремистским материалом. Опять не повезло журналисту и правозащитнику Станиславу Дмитриевскому, герою наших многочисленных публикаций, ранее условно осужденному за все тот же экстремизм. Напомним, что пять лет тому назад было закрыто детище С. Дмитриевского, «Общество российско-чеченской дружбы». Почему мы говорим «не повезло»? В предыдущий раз Дмитриевского хотя бы читали перед тем, как обвинить. А вот на заседании 18 декабря 2012 года выяснилось, что ни представляющий прокуратуру обвинитель, ни поддерживающий его представитель министерства юстиции книги не читали, а читали только экспертное заключение, составленное по правилам обвинительного. Судья О. Хайдукова согласилась со стороной защиты, что экспертов по обвинительным заключениям, Ларису Тесленко и Светлану Филимонову, следует пригласить на следующее заседание суда, которое состоится уже в начале следующего года. Мы предлагаем также пригласить на это заседание хотя бы одного прокурора, сподобившегося прочитать книгу «Международный трибунал для Чечни». Возможно, тогда выяснится, почему, предъявляя обвинения книге, правоохранители именуют ее «листовкой».

ДЕКАБРЬ, 21
Аксана Панова
Аксана Панова
, бывший шеф-редактор информационного агентства URA.Ru, получила постановление от Главного следственного управления ГУ МВД по Свердловской области, в котором говорится об отказе в возбуждении уголовного дела по статье «Мошенничество» в связи с отсутствием состава преступления (см. монитор за сентябрь 2012 года). Документ датирован 30 ноября 2012 года. Всего в отношении информагентства в ноябре 2012 года было возбуждено несколько уголовных дел, в двух из них главным подозреваемым была Панова. У бывшего шеф-редактора URA.Ru пока нет информации, в каком состоянии находятся оставшиеся три дела. Но, поскольку полученный Аксаной Пановой документ датирован концом ноября, она не отрицает возможность того, что решение по другим делам также уже вынесено. 30 ноября на совете директоров компании «Ура.Ру» Аксану Панову уволили и сняли с должности шеф-редактора. Весь коллектив информагентства, за исключением бывшего заместителя Пановой Михаила Вьюгина, покинул компанию. Экс-состав URA.Ru сейчас работает над новым проектом Znak.com. Михаил Вьюгин продолжает заниматься URA.Ru.

ДЕКАБРЬ, 21
Znak.com
УФСБ по Свердловской области по запросу региональной прокуратуры проводит проверку нового интернет-издания Аксаны Пановой Znak.com. Проверка ведется по факту возможного «разглашения государственной тайны» – преступления, предусмотренного статьей 283 УК РФ. Для дачи объяснений в УФСБ был вызван журналист сайта Дмитрий Колезев, автор статьи о белых пятнах в биографии свердловского губернатора Евгения Куйвашева. В этой статье был поднят вопрос, как Куйвашев смог получить диплом Московского пограничного института ФСБ, если в те самые годы он работал в Западной Сибири оператором бетономешалки и вышкомонтажником. Также в тексте указывалось, что опрошенные изданием выпускники института, окончившие его в тот самый года, который указан в биографии Куйвашева, не помнят такого студента, а ответы из самого вуза поступали противоречивые. Кроме того, на сайте был вывешен документ с грифом «секретно» – копия бумаги из администрации президента, где указывается на существенные пробелы в официальной биографии главы региона. Этим документом и заинтересовалась прокуратура, поручившая УФСБ выяснить, не разглашает ли его публикация государственную тайну. Опрос Колезева длился около часа. Журналист рассказал, что интересующая бумага пришла в редакцию обычной почтой уже довольно давно. «Следователя также интересовало, имел ли я когда-либо допуск к гостайне, знаю ли вообще, что подразумевается под этим термином. Я объяснил, что никакого допуска к секретным данным никогда не оформлял, а сам понимаю под гостайной информацию, разглашение которой может нанести вред государственной безопасности моей страны. Полагаю, что сведения о том, где учился или не учился Евгений Куйвашев, такой угрозы не представляют», – добавил журналист. Проект Znak.com был запущен в начале декабря бывшей командой сайта Ura.Ru, уволившейся в полном составе вследствие прессинга со стороны властей.

ДЕКАБРЬ, 21, 22
Михаил Афанасьев
Интернет-журнал «Новый Фокус»
В Хакасии Абаканский межрайонный следственный отдел Следственного Управления СК РФ по Хакасии 21 декабря возбудил уголовное дело по статьям 128.1 часть 3 («Клевета») и 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти») в отношении главного редактора Интернет-журнала «Новый Фокус» Михаила Афанасьева. Поводом для возбуждения уголовного дела стало заявление заместителя начальника УМВД России по Абакану Александра Злотникова. Высокопоставленный полицейский чин посчитал клеветой и оскорблением в свой адрес статью в «Новом Фокусе» – «Вы – лжец, полковник Злотников». Он подал заявление в Следственный Комитет РФ по Хакасии с просьбой возбудить уголовное дело. Автора статьи Михаила Афанасьева вызвали для дачи объяснения 21 декабря, а уже на следующий день, в субботу, у журналиста провели три обыска: по месту проживания, в офисе редакции и в автомобиле. Были изъяты все, как личные, так и рабочие компьютеры, флеш-карты, CD-диски. Работа Интернет-журнала «Новый Фокус» оказалась парализована. Журналистам попросту не на чем писать материалы. Основания для возбуждения уголовного дела, усмотренные Следственным Комитетом РФ по Хакасии, могут стать новшеством в отечественной практике предварительного расследования. И опасным прецедентом для российских журналистов. Клевета была обнаружена в выводах решения абаканского мирового суда, вступившего в законную силу. События разворачивались следующим образом. Заместитель начальника УМВД России по Абакану Александр Злотников в судебном заседании при рассмотрении административного материала в отношении все того же журналиста Афанасьева заявил, что тот учинил провокацию при конвоировании задержанного – толкал двух беременных женщин под колеса полицейского автомобиля. Для прояснения этого момента и дачи оценки действиям журналиста в суд были вызваны те самые две беременные женщины. Обе категорично заявили, что их под колеса служебного автомобиля никто не толкал, журналист Афанасьев пытался лишь снять на видеокамеру конвоирование задержанного молодого человека сотрудниками абаканской полиции. В результате журналиста и двух его коллег задержали, разбив при этом видеокамеру. Оценив показания заместителя начальника УМВД России по Абакану Александра Злотникова и обеих женщин, суд пришел к однозначному выводу о том, что женщин под колеса автомобиля никто не толкал. Этот вывод отдельно отражен в судебном решении. Утверждение полковника Злотникова о выталкивании беременных женщин под колеса стали поводом для написания в Интернет-журнале «Новый Фокус» статьи «Вы – лжец, полковник Злотников». В материале, на основании вступившего в законную силу судебного решения, рассказывалось о показаниях замначальника абаканской полиции, и давалась критическая оценка его заявления. Несмотря на то, что в основу материала положены выводы суда, после заявления Александра Злотникова о привлечении журналиста к уголовной ответственности в СК РФ по Хакасии, следствие оперативно удовлетворило его требование. Интересно, что журналиста при этом, признали должностным лицом. Якобы используя должностные полномочия, журналист опубликовал статью с клеветой на представителя власти Александра Злотникова и оскорблением оного.

ДЕКАБРЬ, 22
Евгения Менжук
Виктория Шатурная
На журналисток газеты «Сергиевские ведомости» (Московская область) подали в суд за материал о незаконной вырубке леса, уродовании городского ланшафта и изъятии песчаных недр в городе Пересвет Сергиево-Посадского района. В материале журналистки Евгения Менжук и Виктория Шатурная обвинили в вырубке леса руководителя Союза ветеранов Афганистана «Каскад» Юрия Шагинова, который теперь требует с корреспонденток 100 000 рублей в качестве компенсации морального вреда. По его мнению, своими публикациями журналистки замарали его деловую репутацию, честь и достоинство, ложно утверждая, что он незаконно рубил лес, разрывал землю и даже воровал общественный песок после разрыва земли. На судебном заседании, которое состоялось на днях в Сергиевом Посаде, адвокат Юрия Шагинова предложил пойти журналисткам на мировую, но они взамен должны будут опубликовать опровержение, Менжук и Шатурная отказались. В ходе судебного заседания появилось два очень интересных документа, один от истца, другой от ответчика. У адвоката руководителя СВИА «Каскад» есть документ на разрешение вырубки леса, а у журналисток оказался другой документ, в котором сообщено, что вырубка леса запрещена. Чтобы разобраться с этой ситуацией журналистки настояли на том, чтобы в суд был вызван в качестве свидетеля заместитель главы района по вопросам имущественных отношений, строительства, архитектуры, землеустройства, экологии, развития инвестиционной политики, рекламной деятельности Илья Барбакадзе и объяснил в суде, как два противоречащих друг другу документа вообще появились.

ДЕКАБРЬ, 24
Телерадиокомпания «Европа Плюс Сахалин»
В сентябре 2012 года судебные приставы-исполнители в присутствии понятых и представителей взыскателя арестовали офисную технику, оборудование и предметы мебели компании-должника, находящиеся на территории областного радиотелевизионного передающего центра. ЗАО «Европа Плюс Сахалин» задолжала бывшему руководителю компании заработную плату, компенсацию за неиспользованный отпуск и неустойку вследствие преждевременного расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Невыплата составила более 1,6 миллионов рублей (см. монитор за сентябрь 2012 года). Сейчас организация полностью оплатила свою задолженность. В настоящее время арест снят, оборудование подключено, вещание телерадиокомпании возобновлено, сообщает пресс-служба УФССП России по Сахалинской области.

ДЕКАБРЬ, 24
Все СМИ
Компания Microsoft продлила бесплатную одностороннюю лицензию на программное обеспечение для небольших независимых СМИ еще на три года – до 1 января 2016 года. Более того, лицензия действует в течение всего срока использования этих программ редакциями и журналистами. Программа одностороннего лицензирования для некоммерческих и неправительственных организаций, действие которой прямо распространяется на «небольшие независимые СМИ» (более подробного определения в лицензии и пояснительных документах Microsoft не приводится) продлена. Это означает, что на протяжении еще трех лет российские чиновники и правоохранительные органы не смогут «наезжать» на редакции, используя как повод использование контрафактного программного обеспечения одного из самых крупных разработчиков. Ранее Фонд защиты гласности неоднократно фиксировал подобный метод давления на СМИ, особенно в регионах. Важно отметить, что лицензия распространяется не только на редакции, но и на независимых журналистов, имеющих подтверждение о своем статусе от профессионального союза или ассоциации (к примеру, удостоверение Союза журналистов). Подробнее о лицензии можно узнать на сайте компании:

ДЕКАБРЬ, 24
Ольга Бакушинская
Телепрограмма «PRO жизнь»
Телеведущую Ольгу Бакушинскую уволили с телеканала ТВЦ. Об увольнении и закрытии программы «PRO жизнь» Бакушинская 24 декабря написала в своем ЖЖ. По словам журналистки, то, что программа скоро закроется, стало понятно в октябре 2012 года, когда на ТВЦ сменилось руководство: вместо Александра Пономарева канал возглавила заместитель генерального директора ВГТРК Юлия Быстрицкая. «Такого рода перемены под эгидой менеджера из большой тройки, означают тотальную чистку, – пишет Бакушинская. – Как вы понимаете, я отнюдь не являюсь человеком Добродеева (гендиректор ВГТРК – Лента.ру). Я бы сказала, совершенно наоборот – мой бэкграунд ему глубоко чужд». Контракт у съемочной группы истекает 31 декабря. До конца месяца сотрудников уверяли, что передача сохранится, однако пять дней назад сообщили о ее закрытии. При этом Бакушинская, по ее словам, не могла объявить о закрытии программы заранее, чтобы не лишать сотрудников возможности сохранить работу. Тем не менее, весь коллектив «PRO жизнь» был уволен вместе с ведущей. Увольнение Ольга Бакушинская связывает со своими политическими взглядами. Зимой и весной 2012 года она принимала участие в акциях протеста «За честные выборы». В октябре она попыталась пригласить оппозиционерку Ксению Собчак на программу о погибшей актрисе Марине Голуб, однако руководство ТВЦ отказалось пустить Собчак в эфир. Бакушинская публично извинилась перед ней (см. монитор за октябрь 2012 года), за что, по ее словам, ее лишили зарплаты. Ольга Бакушинская пришла на ТВЦ в 2007 году. Программа «PRO жизнь», посвященная социальным проблемам жизни в России, выходила на канале с сентября 2010 года.

ДЕКАБРЬ, 24
Сайт интернет-газеты Znak.com
Приблизительно с 17.00 сайт екатеринбургской интернет-газеты Znak.com подвергся DDoS-атаке. Она лишила читателей возможности заходить на сайт, а журналистов – публиковать новости и статьи. Отбить атаку и устранить ее последствия удалось только поздним вечером, после 22.00. Скорее всего, это была только первая из атак: DDoS сегодня стал распространенным инструментом борьбы с интернет-ресурсами. В редакции считают, что сам факт атаки на сайт через три недели после своего появления на свет говорит о том, что Znak.com двигается в нужном направлении, задевает больные темы. Сотрудники сайта проводят «все необходимые технические мероприятия для того, чтобы DDoS-атаки в будущем минимально влияли на работу сайта».

ДЕКАБРЬ, 25
Все СМИ
В Москве во время обсуждения законопроекта о запрете усыновления американцами российских детей в профильном комитете Совета Федерации журналистов не допустили к слушаниям.

ДЕКАБРЬ, 25
Газета «События»
В ФЗГ поступила информация, что в городе Протвино (Московская область) местные власти выиграли суд у редакции независимой газеты «События», и теперь журналистам придется покинуть помещение, которые редакция занимала 18 лет. Ранее на предложение главного редактора издания Людмилы Фоменко выкупить помещение глава города Андрей Баженов ответил отказом (см. монитор за март 2011 года).

ДЕКАБРЬ, 26
Павел Гусев
«Московский комсомолец»
Пресненский суд Москвы передал иск певицы Елены Ваенги о защите чести и достоинства к главному редактору «Московского комсомольца» Павлу Гусеву на рассмотрение в Мещанский суд столицы, сообщили в среду РАПСИ в суде. По словам собеседника агентства, в ходе рассмотрения дела был заменен ответчик – вместо Гусева им стало ЗАО «Московский комсомолец», в связи с чем дело и было передано по подсудности в Мещанский суд. Поводом для подачи иска стала публикация в журнале «МК-Бульвар» статьи под заголовком «Елену Ваенгу увезли в больницу. Беременная артистка повредила связки». Истица посчитала, что публикация порочит ее честь и достоинство, поскольку она не давала согласия изданию на использование информации о ее частной жизни и ее фотоизображение. Моральный ущерб певица оценила в 2 миллиона рублей. В Пресненском суде столицы также находится иск Ваенги о защите чести и достоинства к НТВ (см. монитор за октябрь 2012 года).

ДЕКАБРЬ, 26
«Ухтинское телевидение»
По данным агентства БНКоми, в ближайшее время МУП «Ухтинское телевидение» (Республика Коми) ждет серьезное обновление: журналистский штат практически полностью изменится, а в эфире появятся новые программы. Возглавить телеканал предложено сотруднику ГТРК «Коми гор» Василию Каневу. Источники агентства связывают такие глобальные изменения на медиарынке Ухты с желанием нового мэра Игоря Леонова создать площадку для «трансляции» своих идей. Команде Леонова не удалось договориться о подобной трансляции с ведущим игроком на городской телевизионной поляне – информационной программой «День». До недавнего времени в МУП «Ухтинское телевидение» работали журналисты, которые по совместительству делали еще и популярную программу «День». Сотрудникам «Ухтинского телевидения» было предложено покинуть коллектив программы «День» и заниматься только производством новых программ. Однако журналисты предпочли уволиться из «Ухтинского телевидения» и продолжить проект «День». Вместе с тем их попросили освободить муниципальное помещение, где располагалась редакция.

ДЕКАБРЬ, 26
Божена Рынска
Прокуратура Москвы не утвердила обвинительное заключение по делу в отношении журналистки Божены Рынски и направила материалы в столичное ГСУ Следственного комитета России на доследование. «Собранные по делу доказательства не соответствуют правилам оценки доказательств и не являются достаточными», – заявила официальный представитель прокуратуры столицы Елена Россохина. По ее словам, следствие обвиняет журналистку по двум статьям УК РФ – оскорбление представителя власти при исполнении им служебных обязанностей с угрозой применения насилия и возбуждение ненависти по признакам принадлежности к социальной группе (см. монитор за июнь 2012 года).

ДЕКАБРЬ, 26
Марина Шишкина
Уголовное дело в отношении бывшего декана факультета журналистики Санкт-Петербургского университета Марины Шишкиной прекращено. «Для меня было все ясно с самого начала. Я знаю, что я – абсолютно честный человек. Я рада, что все-таки в этом деле поставлена точка, и благодарна тем, кто помогал и был со мной все это время. В первую очередь это мои студенты, ради которых я и трудилась 20 лет», – заявила Марина Шишкина корреспонденту «БалтИнфо». Напомним, что уголовное дело в отношении Марины Шишкиной было возбуждено в 2009 году по статье 160 УК РФ («Присвоение или растрата»). Ее подозревали в присвоении денежных средств с использованием служебного положения (статья 160 УК РФ). Преследование в отношении экс-декана факультета журналистики было начато в разгар ее конфликта с ректором Санкт-Петербургского государственного университета Николаем Кропачевым (см. монитор за сентябрь 2009 года).

ДЕКАБРЬ, 26
Агентство массовых коммуникаций «Семь вершин»
Газета BonuS
В производстве Арбитражного суда Республики Башкортостан находится иск о защите деловой репутации, предъявленный Государственным казенным учреждением «Транспортное управление» к ООО «Агентство массовых коммуникаций «Семь вершин» и еженедельнику BonuS. Повод для иска – статья «100 миллионов рублей на запчасти для автопарка президента Башкирии», опубликованная 2 августа 2012 года на сайте «ПроУфу» и в еженедельнике BonuS. В них, по мнению истца, указаны сведения, не соответствующие действительности. Истец просит суд возложить на ООО «Агентство массовых коммуникаций «Семь вершин» и еженедельник BonuS обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу опубликовать соответственно на сайте «ПроУфу» и в газете «Бонус» опровержение и взыскать с ответчиков солидарно компенсацию морального вреда в сумме 500 000 рублей.

ДЕКАБРЬ, 27
Владимир Познер
Депутаты всех четырех думских фракций направили известному тележурналисту Владимиру Познеру письмо, в котором предупредили о своем намерении в ближайшее время внести в Госдуму законопроект, который закроет доступ на федеральные каналы тем иностранным гражданам, кто своими высказываниями дискредитирует Россию. Об этом журналистам сообщил один из авторов письма, зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой. «В ближайшее время в Думу мы внесем соответствующий законопроект. А у вас, господин Познер, если вы так не уважаете нашу страну, будет время, чтобы найти работу у своих американских или французских коллег», – пишут депутаты. Кроме Лугового, документ подписали первый зампред комитета по делам национальностей Михаил Старшинов («Единая Россия»), зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Олег Денисенко (КПРФ) и член комитета Госдумы по обороне Игорь Зотов («Справедливая Россия»). Депутаты отмечают, что Познер, на их взгляд, плохо знаком с русской культурой. Напомним, журналист имеет гражданства США, Франции и России.

ДЕКАБРЬ, 27
Екатерина Глазкова
Железнодорожный районный суд Орла обязал местного чиновника выплатить 80 тысяч рублей в качестве компенсации за оскорбление журналистки. Таким образом, суд частично удовлетворил иск главного редактора электронной газеты «Вечерний Орел» Екатерины Глазковой к Андрею Канатникову, занимающему один из постов в областном Совете народных депутатов. Журналистка требовала, чтобы чиновник выплатил ей 100 тысяч рублей в качестве компенсации за моральный ущерб. Канатников является администратором домена region57.ru, где были опубликованы некоторые тексты, показавшиеся Глазковой оскорбительными. Андрей Канатников долгое время отказывался признать, что причастен к интернет-ресурсу region57.ru, но национальный регистратор доменов подтвердил, что администратором сайта является именно Канатников. Теперь чиновник, помимо выплаты штрафа, должен будет удалить спорные фрагменты текста с сайта. Какие именно публикации Глазкова сочла оскорбительными, не уточняется.

ДЕКАБРЬ, 27
Аксана Панова
Бывший руководитель Ura.ru Аксана Панова написала явку с повинной, указав, что деньги потратила на зарплаты сотрудников. Об этом журналистам сообщил адвокат медиаменеджера Сергей Колосовский. «Сегодня мою подзащитную пригласили для беседы в ГУ МВД региона. В ходе беседы со следователем Аксана Панова написала явку с повинной, в которой пояснила, куда делись 10 миллионов со счетов издания. Экс-редактор потратила деньги на зарплату сотрудникам, но не заплатила с них налоги в размере 306 тысяч рублей», – сообщил защитник. Напомним, уголовное дело по статье «Вымогательство» в отношении редактора было возбуждено после обысков, которые прошли в редакции издания в сентябре 2012 года. Причиной для проверки стала оперативная информация, что со счетов издания исчезли более 10 млн рублей (см. монитор за ноябрь 2012 года). Однако вскоре Аксана Панова опровергла информацию о том, что она якобы созналась в хищениях и растрате средств. «Еще раз объясняю всем: это мои деньги!!! И я не могла их украсть у самой себя. Дело возбуждено по заведомо ложному доносу. Эти деньги ушли на зарплаты сотрудникам. Все до копейки. И полиции это известно», – написала Панова в Facebook. «Единственное, чем они оперируют – это моим заявлением в налоговую и полицию об имеющемся налоговом нарушении», – отметила бывший шеф-редактор.

ДЕКАБРЬ, 28
НТВ
Певец Стас Михайлов подал в суд на телеканал НТВ за незаконное использование своего изображения в программе «Центральное телевидение». Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-секретаря Пресненского суда Нину Юркову. Истец потребовал от НТВ компенсации в размере 10 миллионов рублей. По словам певца, он не давал согласия на использование изображения в передаче. В каком именно контексте, и в каком из выпусков «Центрального телевидения» было использовано изображение Михайлова, не уточняется.

ДЕКАБРЬ, 28
Все СМИ
В Санкт-Петербурге серьезный ажиотаж возник в связи с ожидаемым оглашением приговора по так называемому «Делу двенадцати». Как передает корреспондент «БалтИнфо» с места события, многие журналисты и друзья обвиняемых так и не смогли попасть в зал заседаний, поскольку, по словам судебных приставов, в помещении мало места. Входу в зал препятствуют люди в масках. Журналисты возмущены подобной организацией судебного заседания. На этот момент даже неизвестно, началось ли оглашение приговора. Напомним, активисты партии «Другая Россия» обвиняются в продолжении деятельности запрещенной НБП.

ДЕКАБРЬ, 28
Аксана Панова
Бывшему главному редактору свердловского информационного агентства Ura.Ru Аксане Пановой предъявили новые обвинения. Как сообщило ГУ МВД по Свердловской области, обвинения предъявлены по ч.1 ст. 201 УК РФ («Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации») за то, что Панова якобы перечислила со счета Ura.Ru «на счета номинальных организаций», обналичила и потратила «на личные нужды» более 12 млн. рублей. Журналисту вменяется п. «б» ч. 3 ст. 163 («Вымогательство в целях получения имущества в особо крупном размере») и п. «г» ч. 2 ст. 163 («Вымогательство в крупном размере») «по фактам вымогательства денежных средств у предпринимателей под угрозой распространения порочащих сведений». Наконец, Панову обвиняют по ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество с использованием своего служебного положения») в хищении 100 тыс. рублей при заключении договора с коммерческой организацией об информационном сопровождении.

ДЕКАБРЬ, 29
Газета «Северный край»
Газета «Золотое кольцо»
Оставшиеся дни 2012 года, возможно, станут последними в истории двух старейших ярославский газет. Журналисты «Северного края» и «Золотого кольца» утверждают, что в областном правительстве есть планы по закрытию изданий. У газет нет средств для продолжения выпуска новых номеров. Редакция «Золотого кольца» решила обратиться за финансовой помощью к своим читателям. Их, к слову, больше десяти тысяч. Газета опубликовала расчётный счёт, на который все желающие поддержать газету могут переводить деньги. Алексей Невиницын, главный редактор газеты «Золотое кольцо»: «Мы решили использовать опыт коллег и тоже опубликовали в газете свой расчетный счет, обратились к читателям, сказали, что эти деньги пойдут чисто на производственные нужды, чтобы газета выходила, то есть типография, бумага. Не на зарплату, люди готовы даже сейчас работать бесплатно. Все средства, которые придут, мы отчитаемся перед читателями».

ДЕКАБРЬ, 31
Александра Красногородская
Репортер «Русской службы новостей» Александра Красногородская отстранена от эфира после пресс-конференции президента Владимира Путина. Журналистка хотела узнать у президента, почему он позволяет «всяким сванидзе, доренкам и познерам критиковать страну», хотя они, по ее данным работают на государственных телеканалах. При этом известный телеведущей Сергей Доренко уже около 10 лет не работает на «Первом канале», а является как раз главным редактором «Русской службы новостей». О своем увольнении журналистка сама рассказала радиостанции «Эхо Москвы».

ДЕКАБРЬ, 31
Сергей Калинкин
Полина Петрова
Сергей Чернов
На акции «Стратегии-31» в Санкт-Петербурге задержали другороссов и журналистов. Другороссы развернули напротив выхода из метро «Гостиный двор» баннер с надписью «Свобода собраний всегда и везде» и начали скандировать лозунги «Долой полицейское государство», «Свободу собраний всегда и везде» и дру­гие.Уже после задержания участников акции полицейские также увели в автобус нескольких журналистов, оставшихся в оцеплении, в том числе Сергея Калинкина, корреспондента Закс.Ru, Полину Петрову (Каспаров.Ru) и Сергея Чернова (The St. Petersburg Times). Их выпустили после предъявления паспортов и пресс-карт. У двоих других сотрудников СМИ не оказалось с собой паспортов и они вместе с другороссами отправились в отдел полиции.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни