Результаты мониторинга
12 Декабря 2012 года

Результаты мониторинга ФЗГ – ноябрь 2012

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 6 (Денис Кулага, корреспондент НТВ, Краснодар; Юрий Головин, корреспондент еженедельника «168 часов», Ивановская область; съемочная группа телекомпании РЕН ТВ, Москва; Михаил Телехов, корреспондент газеты «Вечерний Петербург», Санкт-Петербург; Оксана Труфанова, журналист «Русского вердикта», Челябинская область; Ирина Сутырина, директор муниципальной газеты «Мой Ангарск», Иркутская область).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 4 (газета «Озерский вестник», Челябинская область; газета «Новый Север», Республика Коми; «Петербургский театральный журнал», Санкт-Петербург; газета «Истоки», Республики Алтай).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 6 (Рустам Джалилов, корреспондент информационного агентства Islam News, Москва; Аксана Панова, шеф-редактор информационного агентства «Ура.ру», Екатеринбург; Борис Стомахин, редактор газеты «Радикальная политика», Москва; Сергей Резник, журналист «Новой газеты в Южном федеральном», Ростов-на-Дону, 2 раза; Станислав Буланов, корреспондент интернет-журнала «Южный регион», Краснодар).

Увольнение редактора, журналиста – ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 4 (Илья Черушников, внештатный корреспондент «Комсомольской правды», Санкт-Петербург; Антон Арсеньев, корреспондент «Коммерсанта», Санкт-Петербург; Рустам Джалилов, корреспондент информационного агентства Islam News, Москва; Борис Стомахин, редактор газеты «Радикальная политика», Москва).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 9 на сумму 8 912 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 8, удовлетворено – 4, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 160 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 14

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 9 (Денис Кулага, корреспондент НТВ, Краснодар; Виктория Катаева, журналист газеты «Собеседник», Москва; Юрий Матыцин, спортивный обозреватель «Новой газеты» в Рязани», Рязань – 2 раза; редакция портала «Всеволожск-ИНФО», Ленинградская область; съемочная группа портала «66.ру», Екатеринбург; Ирина Сутырина, директор муниципальной газеты «Мой Ангарск», Иркутская область, 2 раза; журналисты портала «73online», Ульяновск).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 1 (издательство «Периодика», Петрозаводск).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 1 (Интернет-издание Colta.ru).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 2 (газета «Bonus», Республика Башкортостан; газета «Сахалинский моряк», Сахалинская область).

Препятствование выходу СМИ – ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 7 (сайт информагенства Ura.ru, Екатеринбург, 2 раза; сайт «Гражданского контроля»; сайт телеканала «Вести»; сайт информагентства «Интерфакс»; онлайн-издание «Взгляд»; «Газета.ру»).

Вмешательство в деятельность редакции – ().

Выход изданий-двойников – ().

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 6 (телефон Дениса Кулаги, корреспондента НТВ, Краснодар; видеокассета съемочной группы телекомпании РЕН ТВ, Москва; компьютер Ирины Крючковой, сотрудницы ИА «Ура.ру», Екатеринбург; компьютер Рустама Джалилова, корреспондента информационного агентства Islam News, Москва; компьютер Бориса Стомахина, независимого журналиста, Москва; компьютер Татьяны Казанцевой, издателя газеты «Наш любимый город», Свердловская область).

Отказ в регистрации СМИ – ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) – 1 (автономное учреждение «Черногорск-информ», Республика Хакасия).

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 25

НОЯБРЬ, 1
Денис Кулага
В ФЗГ поступила информация о том, что в Краснодаре возбуждено уголовное дело по факту избиения корреспондента НТВ Дениса Кулаги. Специальный корреспондент программы «Чрезвычайное происшествие» канала НТВ Денис Кулага был избит неизвестными 27 октября в Краснодаре. Его спутник при этом не пострадал. Происшествие случилось в районе улицы Московской. В результате нападения четверых злоумышленников журналист получил перелом челюсти. «Материал зарегистрирован в дежурной части отдела полиции Краснодара. По данному факту возбуждено уголовное дело. На данный момент назначена проверка. Сотрудники уголовного розыска уточняют обстоятельства происшествия», – рассказал начальник пресс-службы УМВД по Краснодару Илья Шакалов. Журналист связывает случившееся со своей профессиональной деятельностью. Охранники одного из объектов, где проводили съемки журналисты НТВ, угрожали им, «оператора пытались побить, мне же в конце сказали, что я еще пожалею о том, что я здесь нахожусь», – рассказал Денис Кулага. Угрозы в свой адрес журналист снял на камеру мобильного телефона. Возможно, эта запись и стала целью нападавших. Ни кошелек с деньгами, ни дорогой ноутбук они не взяли, а вот телефон – забрали.

НОЯБРЬ, 1
Сайт информагенства «Ura.ru»
Сайт екатеринбургского информагенства «Ura.ru» был взломан в ночь на 1 ноября и перестал открываться у читателей. Об этом сообщается в редакционном Facebook-аккаунте. В 11:15 по московскому времени в аккаунте «Ura.ru» появилось сообщение, что работа сайта восстановлена. Между тем, у части пользователей сайт по-прежнему не открывается. Помимо взлома сайта неизвестные также уничтожили корпоративную почту и взломали личные ящики сотрудников. До восстановления сайта материалы информагенства публиковались в аккаунтах «Ura.ru» в социальных сетях. «Это очередное подтверждение того, что события, происходящие вокруг агентства в течение последних двух месяцев, – не «спор хозяйствующих субъектов», не попытка найти истину в расследовании уголовных дел, а желание центров власти, недовольных нашими публикациями, заткнуть агентство», – сообщается в заявлении редакции «Ura.ru». В сентябре этого года руководство информагентства обвинили в участии в незаконных госзакупках мяса. В конце сентября правоохранительные органы возбудили дело по факту хищения со счетов агентства 10 миллионов рублей. В рамках расследования этого дела в редакции «Ura.ru», а также в квартире шеф-редактора агентства Аксаны Пановой провели обыски. Панову позже признали потерпевшей по делу, хотя она отрицала факт пропажи какой-либо суммы со счетов «Ura.ru». Позже в отношении Пановой было возбуждено уголовное дело по статье «вымогательство» – журналистку обвинили в том, что она требовала с различных коммерческих структур денег за то, что они не будут упомянуты в критических публикациях на сайте агентства. Кроме того, в октябре корреспондентов «Ura.ru» также лишили аккредитации в правительство Свердловской области и Законодательное собрание региона, сославшись на решение администрации губернатора области Евгения Куйвашева (см. монитор за сентябрь, октябрь 2012 года). По мнению Пановой, все эти события свидетельствуют о планомерной атаке властей на информагентство. Аксана Панова заявила уже о своей готовности выкупить 51-процентный пакет акций агентства, который она продала в декабре 2011 года бизнесмену Алексею Боброву. В интервью «Ленте.ру» Панова объяснила, что пошла на эту сделку, чтобы спасти агентство, сайт которого постоянно DDoS-или. Однако сейчас, по мнению Пановой, «Ura.ru» оказалось под угрозой закрытия, и акции необходимо выкупить для сохранения независимости агентства.

препятствование деятельности интернет-изданий / длящийся

НОЯБРЬ, 1
Газета «Местное время»
Состояние жилого фонда в российских городах мало где хорошее, а в северных умирающих поселениях оно просто ужасное. Потому конфликты в треугольнике «местная власть-жители-управляющие компании» – это заурядное явление. Замордованные жилищно-коммунальными реформами жильцы, не зная, куда им обратиться за помощью, как к последней инстанции идут в редакции районных газет. Так, жители нескольких домов в городе Кеми (Республика Карелия), недовольные тем, как обслуживается их жильё, взялись публично – через газету – спорить с управляющей компанией. А поскольку на стороне компании оказался руководитель городского поселения, то в выяснение отношений оказалась втянутой и городская администрация. Спор, как водится, зашёл о разных представлениях собственников жилья о том, кому доверить содержание домов. Поскольку город обладает в них муниципальным жильём, то тоже имеет право участвовать в выборе обслуживающей организации. И интересы группы активных граждан разошлись с позицией городского главы. Жители опубликовали в двух выпусках газеты «Местное время» два коллективных письма, в которых критически прошлись по главе города Кеми, заподозрив его в симпатиях к управляющей компании, с которой они как раз и не желают сотрудничать. В пылу полемики авторы сравнили проводимые администрацией то ли встречи, то ли уличные собрания с жильцами домов с шоу и балаганом. Суждения прозвучали резкие, и эпитеты были образными – это факт. Однако все суждения основываются на реально состоявшихся событиях. Глава Кеми и руководство управляющих компаний сочли себя оскорбленными и обратились с иском в Кемский районный суд. В исковом заявлении они требуют опровергнуть распространенные газетой сведения и взыскать с редакции 200 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, нанесенного изданием главе городского поселения и представителям управляющей компании. В Кеми выходят два периодических печатных издания, одно с участием органов власти – «Советское Беломорье», и районная газета «Местное время» (частное издание). Поскольку «Советское Беломорье» в силу понятных причин предпочитает не портить отношений с районной и городской властью, то читатели протоптали дорожку для размещения критических публикаций в «Местное время». И отношения между этой редакцией и местной властью время от времени обостряются. Если суд согласится с позицией заявителей и удовлетворит иск в полном объёме, то вторая газета может просто прекратить своё существование.

НОЯБРЬ, 1
Интернет
Прокуратура Бардымского района, расположенного вдали от городов на границе Пермского края и Башкортостана, выиграла судебный процесс у ОАО «Ростелеком». Оператора междугородной и международной связи обязали ограничить использование абонентами некоторых Интернет-адресов «путем добавления на пограничных машрутизаторах правил фильтрации IP-адресов, правил фильтрации доменного имени указанных Интернет-ресурсов». Надзорный орган усмотрел нарушения в том, что благодаря телематическим услугам связи ОАО «Ростелеком» местные юридические и физические лица имеют доступ к двум адресам с азартными играми. Абоненту предлагается зарегистрироваться в системе, выбрать игру, пополнить депозит он-лайн казино и поиграть с использованием своих средств на депозитном счете. Ленинский районный суд Перми удовлетворил иск, заявленный Бардымской прокуратурой в интересах РФ и неопределенного круга лиц. В апелляционной жалобе ответчик указал, что не несет ответственности за содержание распространяемой информации в Интернете, а лишь осуществляет передачу данных от компьютера пользователя до сети и обратно. Оператор связи обратил внимание Пермского краевого суда: действующее законодательство различает понятие «ограничение доступа к информации» и «запрет доступа к информации». Обязанность ограничения должна быть возложена на владельца сайта – организатора азартной игры. Поскольку выявление владельцев таких сайтов находится в компетенции прокуратуры, это ведомство не лишено возможности установить их и обратиться именно к ним с иском об ограничении доступа к информации. Кроме того, прокуратура не произвела подробное и достаточное описание каждого спорного сайта и тем самым не доказала деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием Интернета – отметило ОАО «Ростелеком». Апелляционная инстанция признала эти доводы «несостоятельными», направленными на «иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств». Предоставляя возможность доступа к запрещенной законом информации, оператор связи фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц – сказано в определении Пермского краевого суда, признавшего правомерным ранее вынесенное решение о фильтрации Интернет-адресов.

НОЯБРЬ, 1
СМИ России

Неправительственная организация «Репортеры без границ» раскритиковала создание в России реестра запрещенных сайтов и считает, что российские законодатели не приложили усилий для того, чтобы прояснить противоречивые нормы. У «Репортеров без границ» возникли опасения относительно ограничения свободы распространения информации. «Мы вынуждены констатировать, что, несмотря на масштабную критику, отсутствует политическая воля, направленная на прояснение противоречивых норм и исключение тех законодательных положений, которые представляют угрозу для свободы слова», – отмечается в сообщении организации. С 1 ноября официально вступает в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который в народе зачастую называют законом о «черных списках сайтов». Закон вводит мониторинг (и последующую блокировку) «сайтов, содержащих опасный для детей контент». После обнаружения страниц с нелегальным контентом Роскомнадзор должен предупредить владельца интернет-ресурса об обнаружении запрещенной информации. Если реакции ни от владельца сайта, ни от хостинг-провайдера не последует, тогда страница попадает в «черный список». Ранее сообщалось, что на сайт единого реестра уже ведутся хакерские атаки.

НОЯБРЬ, 1
Николай Швецов
Сергей Орлов
Игорь Кучумов
Ильдар Габдрафиков
Константин Нестеров
Приговор суда в отношении создателей сайта «Уфа губернская» вступил в силу. Верховный суд Республики Башкортостан рассмотрел приговор Ленинского районного суда Уфы в отношении создателей и модераторов сайта «Уфа губернская» – Николая Швецова, Сергея Орлова, Игоря Кучумова, Ильдара Габдрафикова и Константина Нестерова. Кассационную жалобу осужденных суд оставил без удовлетворения. Приговор вступил в законную силу, сообщает прокуратура РБ. Напомним, в июле администраторы сайта были осуждены за размещение на портале статей с признаками экстремизма, направленных на возбуждение ненависти и вражды, унижение чести и достоинства человека по признакам национальности, языка и происхождения (см. монитор за август 2009 года). Николай Швецов был приговорен к четырем годам лишения свободы условно и испытательному сроку в три года, ему запрещено работать журналистом в течение двух лет. Орлов, Кучумов и Габдрафиков приговорены к двум годам лишения свободы условно и испытательному сроку в два года. Нестеров – к году лишения свободы условно и испытательному сроку в один год.

НОЯБРЬ, 1
Евгений Титов
Корреспондента «Новой газеты» попытались задержать на территории «дачи Сердюкова» – самого богатого особняка в загородном комплексе, выросшем рядом с поселком Пересыпь (Темрюкский район, Краснодарский край). Однако, узнав, что Евгений Титов – журналист, это решение отменил человек, представившийся сотрудником СК. «Он предъявил удостоверение, но не раскрывал его, сослался на то, что здесь сейчас проходят важные мероприятия и мне необходимо покинуть объект, – рассказывает собкор «Новой» по Краснодарскому краю. – Около въезда к особняку стоит черный автобус, по всем признакам похожий на служебный, такие принадлежат Следственному комитету». Напомним, что СК уже возбудил 5 уголовных дел по факту мошеннических схем с землей, в которых принимало участие Министерство обороны РФ, о чем сообщается на официальном сайте ведомства.

НОЯБРЬ, 2
ИД «Собеседник Медиа»
Певица Елена Ваенга (Хрулева) получит 100 тысяч рублей по иску против издательского дома «Собеседник Медиа». Об сообщает РИА Новости со ссылкой на Измайловский суд Москвы. Исковое заявление было подано в связи с публикацией «Елена Ваенга – вампир?!». Иск был удовлетворен частично: певица оценила нанесенный ей вреда в 7 миллионов рублей.

НОЯБРЬ, 2
СМИ Екатеринбурга
В Екатеринбурге обыск в фонде «Город без наркотиков» продолжался дольше шести часов. Силовики отказались пускать внутрь журналистов и адвокатов, в частности, представителей «Красной бурды» и Портала 66.ru.

НОЯБРЬ, 2
Сайт «Гражданского контроля»
Сайт «Гражданского контроля» заблокирован во внесудебном порядке из-за «клеветы» на следователя. После блокировки сайта прокуратурой в обход суда член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции депутат Борис Резник заявил о намерении бороться с незаконными закрытиями информационных ресурсов антикоррупционной направленности. Как сообщил Борис Резник, сайт организации «Гражданский контроль», созданной по его инициативе в Госдуме в 2008 году, недавно был закрыт в несудебном порядке. По словам депутата, сайт заблокировали из-за перепечатки материала о незаконном изъятии правоохранительными органами партии кофе у предпринимателя Куделко. «В данном деле замешана и гражданка Мустафина – следователь, которую неоднократно журналисты обвиняли в злоупотреблении служебным положением. Она с коллегами подала заявление в прокуратуру на наш сайт с требованием его закрыть из-за того, что они усмотрели в отношении себя клевету. Басманная прокуратура прислала нам сообщение о том, что наш сайт многократно публиковал клеветнические материалы, и потребовала прекратить делегирование доменного имени. Таким образом, в несудебном порядке пытаются наш сайт закрыть», – рассказал Резник. «Это наглая попытка закрыть рот СМИ и ничего не писать о злоупотреблениях правоохранителей и чиновников. Мы с этим будем бороться», – резюмировал депутат.

НОЯБРЬ, 2
Аксана Панова
По итогам допроса в ГСУ ГУ МВД РФ по Свердловской области шеф-редактору «URA.Ru» Аксане Пановой не предъявлено обвинений по новому уголовному делу о вымогательстве, которым якобы занималась журналист. Пока что следователем с Пановой взята подписка о невыезде. По требованию Аксаны Пановой после ноябрьских праздников состоится еще одно важное следственное мероприятие: очная ставка с генеральным директором «Областного телевидения» Антоном Стуликовым, на объяснениях которого держится все уголовное дело. Как пояснили в ГСУ, дело возбуждено не по заявлению потерпевшего, а по «рапорту об обнаружении признаков преступления»: судя по всему, речь идет о пояснениях Стуликова следователю и его заявлениях в СМИ. Руководитель регионального государственного телеканала утверждает, что в октябре 2010 года Панова потребовала у него 3 млн рублей за неразглашение порочащих его сведений. «Областное ТВ» заключило с «Ура.Ру» договоры с ежемесячными платежами в 300 тыс. и 59 тыс. рублей, которые Стуликов и считает «платой» за «неразглашение сведений». «Допрос был очень веселый, следователь смеялся вместе со мной и адвокатом, – говорит Аксана Панова. – Я прямо сказала, что Стуликов оговорил меня, и оговорил не по своей воле (у нас с ним ни любви, ни ненависти), а по личной просьбе губернатора Евгения Куйвашева, от которого находится в зависимости как сотрудник государственного телеканала, подчиненного областному правительству. Что же касается самого Куйвашева, то, и это есть в протоколе допроса, у меня с ним поначалу сложились приятельские отношения, однако впоследствии мне стала известна информация о недостатках в профессиональной деятельности Куйвашева, и когда эти данные стали публиковаться на сайте «URA.Ru», губернатор начал давление на агентство. Это уголовное дело – одно из проявлений такого давления». Обвинения Стуликова Панова называет наивными. «Легко поднять бухгалтерию ОТВ и банковские проводки, чтобы выяснить, что у «Областного телевидения» были многочисленные договора с различными СМИ на самые разные суммы, – объясняет она. – С одной стороны, канал платил за PR своих продуктов, с другой – оплачивал PR-интересы администрации Александра Мишарина». По словам Аксаны Пановой, она настояла на проведении очной ставки с Антоном Стуликовым, на которой хотела бы задать ему интересующие вопросы. «Интересно, что органы через сливы в СМИ говорили об «очереди» желающих написать заявления на «URA.Ru», а написал один Антон – по личной просьбе Куйвашева. Я его не сужу, немногие умеют побороть страх перед большим начальником», – считает Панова. Тем не менее, она намерена обратиться с иском в суд, а также попросить правоохранительные органы возбудить уголовные дела о клевете и заведомо ложном доносе в отношении директора ОТВ.

НОЯБРЬ, 3
РИА Новости
Возбуждено уголовное дело по статье «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» после того, как неизвестный напал на сотрудницу РИА Новости в Москве. Как сообщает пресс-служба ГУ МВД России по городу Москве, инцидент произошел в парке 50-летия Октября. 25-летней девушке было нанесено ножевое ранение. Возбуждено уголовное дело по статье «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». По информации РИА Новости, в настоящий момент девушка, которая работает редактором в агентстве, находится в реанимации в одной из московских больниц. Возбуждено уголовное дело по статье умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Подозреваемый уже задержан.

НОЯБРЬ, 4
Виктория Катаева
После выхода статьи о странном исчезновении Григория Грабового на журналистов «Собеседника» (Москва) обрушился шквал писем и звонков. Многие из них содержали угрозы от поклонников целителя. На личных страничках в соцсетях автора публикации Виктории Катаевой начали появляться грозные сообщения. «Ты своей статьей привела очень большое количество людей – минимум 100.000 – в негодование и слезы… Бойся теперь… Мы работаем на благо людей, а такого рода статьи все портят, мешают нашим планам».

НОЯБРЬ, 4
Юрий Головин
В Кинешме (Ивановская область) жестоко избит журналист Юрий Головин. «Этой ночью меня жестоко покалечили. Нападение было непредсказуемым, каких- то видимых причин для этого не было. Все напоминало бытовой конфликт. В кафе «Восход» отмечали день рождения знакомой. Ушел в туалет, в дверь раздались удары. Сразу открыл, за ней стояли два мужика, которых ранее не было в кафе. «Что стучишь?» – спросил я. В ответ получил неожиданную серию ударов. Когда я очнулся, неизвестные выбежали на улицу, сели в машину без номеров и уехали», – так описывает события корреспондент кинешемского еженедельника «168 часов». Юрий Головин госпитализирован с диагнозом закрытая черепно-мозговая травма, переломы челюсти и носа. Позднее нападавшие были задержаны.

НОЯБРЬ, 4, 27
Антон Арсеньев
Илья Черушников
Несанкционированный «Русский марш» в Санкт-Петербурге закончился массовыми задержаниями. Националистических активистов начали задерживать у Концертного зала «Октябрьский», где на 16.00 был назначен сбор участников. Впоследствии «патриотов» хватали на всем Невском проспекте, у Гостиного двора, на Исаакиевской площади. Всего в городских отделах полиции оказались свыше 120 человек. Первые задержания начались у БКЗ «Октябрьский», где вместе с активистами в автобус полиции попал внештатный корреспондент «Комсомольской правды» Илья Черушников, у которого не было пресс-карты. После 16.00 события переместились на Невский проспект. Там был задержан корреспондент «Коммерсанта» Антон Арсеньев. 26 ноября И. Черушников был оправдан Смольнинским районным судом. Сам Черушников уверен, что на решение Фемиды повлиял тот факт, что он находился на митинге по заданию редакции. Он сообщил, что представители правоохранительных органов, которые выступали со стороны обвинения, лжесвидетельствовали во время слушания. «Во-первых, двое полицейских, которые выступали в суде, никакого отношения к моему задержанию не имели: я их первый раз в жизни видел, – рассказал журналист. – Во-вторых, они утверждали, что я стоял с имперским флагом и «потряхивал» им, то есть обвинили меня в активном участии в марше, чего тоже не было». Черушников отметил, что по поведению лжесвидетелей можно было сделать вывод, что они находятся в суде не по собственной воле. «Было видно, что им неприятно там находиться, – утверждает журналист. – И это не могло не вселить надежду».

НОЯБРЬ, 5
Твиттер журнала «Афиша»
Неизвестные взломали вечером официальный аккаунт журнала «Афиша» в Twitter. В результате в микроблоге появилось сообщение с ненормативным высказыванием, которое вскоре было удалено. «Кажется, нашим твиттером ненадолго воспользовались нехорошие люди. Просим прощения. Впредь этого не повторится», – сообщили позже в микроблоге журнала. Кто именно взломал аккаунт журнала, неизвестно. Читателями микроблога «Афиши» является более 15 тысяч пользователей социальной сети.

НОЯБРЬ, 5
ИА
URA.Ru
Сайт уральского информагентства URA.Ru, шеф-редактор которого подозревается в вымогательстве денег, не работает по состоянию на 14.00 понедельника, 6 ноября. Как заявила шеф-редактор Аксана Панова, ресурс не работает из-за Ddos-атак, которые периодически устраивают неизвестные люди. По мнению Пановой, эти атаки связаны с теми же людьми, которые инициировали уголовное дело против нее. 24 октября в отношении Пановой возбудили уголовное дело (см. монитор за октябрь). Следствие обвиняет женщину в вымогательстве. Представители информагентства считают, что преследование редактора стало местью региональных властей за серию разоблачительных материалов, которые были подготовлены редакцией.

НОЯБРЬ, 6
Все СМИ
Министр внутренних дел Владимир Колокольцев приказал полицейским начальникам ежедневно отслеживать в прессе и интернете материалы о работе подчиненных им подразделений и оперативно опровергать недостоверные сведения. «При подтверждении данных о распространении не соответствующих действительности сведений принимать меры правовой защиты по опровержению распространенной недостоверной информации», – гласит приказ Колокольцева. Информацию об опровержениях полицейским предписано передавать в управление общественных связей МВД для доклада руководству министерства и публикации на его сайте. В случае же, если порочащая полицию информация найдет подтверждение, руководители подразделений должны будут наказывать виновных в дисциплинарном порядке или принимать другие необходимые меры. Тем сотрудникам, кого журналисты опорочили необоснованно, начальство должно будет предоставить адвоката, а главное управление собственной безопасности обеспечит их необходимыми для защиты чести и достоинства материалами. Возглавив МВД в 2012 году, Колокольцев неоднократно поднимал вопрос о недостаточном доверии граждан к правоохранительным органам. В октябре он признал, что первый этап реформы министерства не оказался достаточно эффективным и не оправдал ожиданий населения. Министр подчеркнул тогда, что для оптимизации работы МВД и завоевания общественного доверия ведомству требуется больше открытости и больше взаимодействия с гражданами.

НОЯБРЬ, 6
Олег Кашин
Журналист Олег Кашин опознал человека, который, по его мнению, участвовал в нападении на него 6 ноября 2010 года (см. монитор за ноябрь 2010 года). «Этого человека я увидел на фоторепортажах с Селигера, это один из охранников Селигера, которые берутся из тех же спартаковских бригад», – сказал Кашин. В январе этого года тогдашний президент Медведев заявил, что следствие установило круг лиц, подозреваемых в избиении Олега Кашина. «Некоторое время назад, мне был доложен круг лиц, подозреваемых в совершении этого преступления. Больше я вам ничего не скажу», – отметил Медведев, отвечая на вопрос, на каком этапе находится расследование. Медведев напомнил, что лично обещал Кашину, что дело будет доведено до конца. «Я в этом нисколько не сомневаюсь», – добавил президент.

НОЯБРЬ, 6
Ирина Васильева
Исполняющий обязанности мэра Новочеркасска (Ростовская область) Павел Овчаров пообещал уволить редактора газеты «Новочеркасские ведомости» Ирину Васильеву в восьмой раз (см. монитор за январь, март, апрель, июль, октябрь 2012 года, декабрь 2011 года). Новочеркасский городской суд в седьмой раз восстановил на работе редактора газеты «Новочеркасские ведомости» Ирину Васильеву и вынес частное определение в адрес мэрии, которое предписывает «примерно наказать» виновных в незаконных увольнениях. Можно было бы порадоваться за коллегу, но, увы, это еще не конец истории. Васильеву тут же вызвал к себе и.о. мэра Новочеркасска Павел Овчаров и пообещал уволить в восьмой раз, как только она приступит к исполнению своих обязанностей. Несмотря на все частные определения вместе взятые, а поскольку увольняли Васильеву руководители комитета по управлению имуществом администрации города, то наказывать они должны… сами себя, объявлять себе выговоры и выписывать штрафы (штрафы смешные – по 1000 рублей за каждое незаконное увольнение). Ну, совсем как та унтер – офицерская вдова, которая сама себя высекла. Когда Васильева пришла в редакцию, исполнявшие ее обязанности сотрудники в присутствии судебного пристава отдали редактору только печать, а финансовые документы назначенные мэрией новые редактор, а также директор МУП «Редакция газеты «Новочеркасские ведомости» и главный бухгалтер отдать отказались. «Как пояснил мне пристав, тем самым они не исполнили судебное решение, ведь фактически я не могу приступить к исполнению своих обязанностей»,- сказала корреспонденту ФЗГ Ирина Васильева. Во время судебной тяжбы временные редакционные «начальники» сделали заём – почти полмиллиона рублей, отдавать их нечем, и это значит, что кредитор (дружеская нынешней городской администрации фирма) при желании сможет начать процедуру банкротства газеты. От команды теперь уже бывшего мэра Кондратенко, семь раз увольнявшего неугодного ему редактора, всего можно ожидать. 2 декабря в казачьей столице выборы мэра и единственный шанс у Павла Овчарова и его помощников сохранить свои должности в администрации города – это добиться победы своего кандидата. А от коммунистов в мэры баллотируется как раз руководитель той фирмы, которая является кредитором «Новочеркасских ведомостей». В интересах этих людей оставить на время выборов редактором городской газеты своего человека – любой ценой, лишь бы только доносил до избирателей идеи «правильной партии», а, значит, и её выдвиженцев на пост городского головы.

НОЯБРЬ, 6
«Московский комсомолец»
«Комсомольская правда»
Основатель крупной девелоперской компании Mirax Group (нынешнее название – «Поток») Сергей Полонский обратился в Арбитражный суд Москвы с иском к ЗАО «Редакция газеты «Московский комсомолец» и ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» о запрете использования товарных знаков. Иск поступил в суд 31 октября, однако судья Наталья Карева отложила его до 3 декабря, так как истец никак не обосновал свое заявление, а также не подтвердил свой статус индивидуального предпринимателя, передает РАПСИ. Полонский действительно не объяснил, какие товарные знаки имеет в виду в своем заявлении, однако свет в этом деле сможет пролить запись в ЖЖ, которую он сделал 10 октября. В этом посте Полонский представляет две фотографии, которые были опубликованы в «Комсомольской правде» в статье «Бизнес Сергея Полонского попал на «поток» долгов». Далее бизнесмен эмоционально высказывается в адрес газеты и ее творчества, используя ненормативную лексику. В статье, которая вызвала такое негодование Полонского, журналисты «Комсомольской правды» рассказывали о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества при строительстве многофункционального комплекса «Кутузовская миля».

НОЯБРЬ, 6 – 12
Первый канал
Сергей Цеповяз
, признанный виновным в укрывательстве убийства 12 человек в станице Кущевская (Краснодарский край), подал иск о защите чести и достоинства к Первому каналу. Цеповяз просит признать несоответствующими действительности и порочащими его доброе имя высказывания в эфире канала о том, что он якобы разрабатывал детали убийства семьи фермера Аметова. Цеповяз заявил, что его признали виновным в совершении другого преступления, а к убийству Аметовых он никакого отношения не имеет. Истец просит опровергнуть прозвучавшие в эфире Первого сведения. Требований о компенсации морального вреда в иске нет. Заседание по этому делу назначено на 13 ноября 12:00 по Москве. 31 мая 2012 года Кущевский районный суд Краснодарского края приговорил Сергея Цеповяза, признанного виновным в укрывательстве убийства 12 человек, к штрафу в размере 150 тысяч рублей. Речь шла о сокрытии убийства фермера Сервера Аметова, его семьи и гостей, совершенного в станице Кущевской в ноябре 2010 года членами банды Сергея Цапка. Цеповяз был водителем банды. По версии следствия, его роль сводилась к тому, что он уничтожил документы, подтверждающие факт покупки бензина для сожжения дома Аметова. Цеповяз полностью признал свою вину и заключил сделку со следствием. Останкинский суд Москвы 12 ноября оставил без удовлетворения иск С. Цеповяза о защите чести и достоинства к Первому каналу. По словам представителя телеканала Виктории Воронцовой, в материале не утверждалось, что Цеповяз обвиняется в убийстве, а лишь указывалось, что так считают следователи. «Кроме того, в самом иске оспариваемая фраза сформулирована по-другому, чем она звучала в сюжете», – заявила Воронцова.

НОЯБРЬ, 7
«Российская газета»
Дмитрий Раичев
После апелляции «Российская газета» и ее корреспондент заплатят смоленскому депутату гораздо меньшую сумму по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации. Представители ответчика доказывали в судебном процессе, что журналист, допустивший ошибку, добросовестно выполнил свой профессиональный долг при работе с информацией. Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к «Российской газете» и ее корреспонденту Дмитрию Раичеву подал депутат смоленского горсовета, член «Единой России» Андрей Петраков. Депутат был задержан на собственной машине в январе этого года. Водительского удостоверения у него при себе не было: он был лишен прав за управление машиной в нетрезвом виде. Проходить проверку на алкотестере Андрей Петраков отказался, зато предъявил депутатское удостоверение и потребовал его отпустить. Этот инцидент и стал предметом спорной публикации. В июле Ленинский районный суд Смоленска частично удовлетворил иск депутата. «Российскую газету» обязали опровергнуть как порочащие следующие слова из публикации: «мировой судья признал депутата Смоленского городского Совета Петракова виновным в управлении автомобилем в нетрезвом виде»; «народный избранник … козырял депутатским удостоверением, вел себя вызывающе, ругался». Суд также взыскал в качестве компенсации морального вреда 20 тыс. рублей с редакции и 5 тыс. рублей с журналиста (см. монитор за сентябрь 2012 года). Смоленский областной суд, который в конце октября рассмотрел апелляционную жалобу «Российской газеты» и Дмитрия Раичева, изменил решение первой инстанции. Он согласился с доводами представителя ответчика о том, что фразу «народный избранник … козырял депутатским удостоверением, вел себя вызывающе, ругался» нужно рассматривать как оценочную. Тем более, что на заседании была представлена видеозапись задержания депутата, которая частично подтверждала слова журналиста. Гораздо сложнее дело обстояло со второй фразой: наличие алкоголя в крови Андрея Петракова не было зафиксировано. Следовательно, формально журналист допустил ошибку, распространив порочащую информацию. Но при этом сообщение о предполагаемом алкогольном опьянении депутата приводились в двух пресс-релизах ГУ МВД по Смоленской области и звучали на пресс-конференции, посвященной этому инциденту. Более того, нарушитель уже привлекался к ответственности: ранее он был лишен прав именно за вождение в нетрезвом виде. Поэтому представитель ответчика настаивал, что журналист в профессиональном плане не совершал ошибки, доверившись информации из официальных источников. Суд учел доводы представителя ответчика и изменил размер компенсации морального вреда. Теперь редакция газеты должна выплатить истцу 1 000 рублей, а корреспондент – 500 рублей.

НОЯБРЬ, 8
Елена Милашина
В ФЗГ из Следственного комитета России поступил ответ на обращение по поводу расследования нападения на журналистку «Новой газеты» Елену Милашину. Напомним, нападение на Милашину произошло 5 апреля 2012 года в Балашихе (Московская область) – журналистка была избита и ограблена. Позднее полиция задержала двоих подозреваемых в совершении преступления. Однако Е. Милашина утверждает, что задержаны невиновные. Полицейские сфабриковали доказательства против ранее судимых наркоманов Аверина и Хлебникова, считает Милашина. Она обращает внимание на многочисленные нестыковки в версии следствия и наличие у обвиняемых алиби. Кроме того, следователь не счел нужным провести очные ставки между подозреваемыми (см. монитор за апрель, сентябрь 2012 года). В середине октября Фонд защиты гласности обратился к руководителю Следственного комитета России Александру Бастрыкину с письмом, в котором поддержал Е. Милашину, требовавшую нормального расследования, а не фабрикации дела против посторонних лиц. В письме ФЗГ, в частности, говорится: «Мы категорически настаиваем на том, чтобы Вы, Александр Иванович, взяли это расследование под личный контроль». В полученном фондом ответе из Главного следственного управления СК РФ сообщается, что обращение президента ФЗГ Алексея Симонова о ненадлежащем расследовании нападения на Е. Милашину направлено в Главное следственное управление Следственного комитета РФ по Московской области для проверки, о результатах которой будет сообщено позднее.

НОЯБРЬ, 8
Сайт телеканала «Вести»
Сайт информагентства «Интерфакс»
Онлайн-издание «Взгляд»
«Газета.ру»
Аналитики «Лаборатории Касперского» зафиксировали массовое целенаправленное заражение крупных информационных ресурсов Рунета. «Нападению» подверглись сайты сразу нескольких популярных российских СМИ, среди которых сайты телеканала «Вести» и информагентства «Интерфакс», портал URA.ru, онлайн-издания «Взгляд» и «Газета.ру». По данным компании, сайты этих изданий содержали вредоносный код, перенаправлявший пользователей на опасный интернет-домен с целью последующей кражи их конфиденциальных данных. Администраторы пострадавших веб-ресурсов, проинформированные о заражении, приняли соответствующие меры.

НОЯБРЬ, 8
ВГТРК
Лидер движения «Альянс Зеленых – Народная партия», бывший замглавы Росприроднадзора Олег Митволь отказался от исковых претензий к телерадиокомпании ВГТРК. Соответствующее заявление Митволь передал в Савеловский суд через своих представителей. Заявление было принято судом, производство по этой части дела остановлено. Олег Митволь подал в суд на ВГТРК в августе 2012 года в связи с оскорблением, нанесенным ему писателем Михаилом Веллером в эфире программы «Поединок» на канале «Россия 1» (см. монитор за август 2012 года). Во время программы, которая вышла в эфир 20 октября 2011 года, Веллер, в частности, заявил, что Митволь принимал участие в воровстве и должен сидеть в тюрьме. Кроме того, писатель назвал его идиотом. Сообщается, что Олег Митволь отказался от исковых претензий к ВГТРК, поскольку программа шла в прямом эфире, и канал не мог повлиять на происходящее. При этом политик не отказывался от иска о защите чести и достоинства к Михаилу Веллеру. Ранее он потребовал по иску компенсации в размере 500 тысяч рублей. Михаил Веллер неоднократно заявлял, что вся история с иском пустая и нужна Митволю для пиара.

НОЯБРЬ, 8
Сергей Ежов
Нападением на журналиста рязанской «Новой газеты» Сергея Ежова займется Следственный комитет. Инцидентом с журналистом, лидером региональной «Другой России» С. Ежовым займется Кораблинский межрайонный следственный отдел следственного управления СК РФ по Рязанской области. Заявление о применении физической силы и угроз передано из полиции в СК, так как Ежов являлся на тот момент кандидатом в Сараевский Совет депутатов от партии «Яблоко». В человеке, который напал на кандидата, жители Сараев опознали руководителя местного отделения партии «Единая Россия», заместителя главы Сараевского района Андрея Логвенчева. По словам Ежова, единоросс не нанес ему травм, в заявлении журналист просит провести проверку по факту угроз и применения физической силы (монитор за октябрь 2012 года).

НОЯБРЬ, 8
Газета «Озерский вестник»
В отношении исполняющего обязанности главы администрации Озерска (Челябинская область) Анатолия Баранова будет проведена прокурорская проверка по факту давления на местную прессу. С заявлением о факте цензуры в прокуратуру обратился директор муниципального предприятия, городской газеты «Озерский вестник» Егор Кривенко. Баранов запретил публиковать на страницах газеты статью с критикой, написав резолюцию «Не публиковать» и расписавшись на этой странице. Суть статьи – губернатор Челябинской области М. Юревич недоволен темпами строительства в Озерске и высокой стоимостью жилья в городе. После резолюции Баранова редакция была вынуждена снять материал, критикующий главу города. И директор газеты «Озерский вестник», и весь прогубернаторский пул СМИ в области дружно заговорили о недопустимом вмешательстве должностного лица в деятельность средства массовой информации, которое требует оценки надзорных органов. В действиях и.о. сити-менеджера Озерска усмотрели признак состава преступления, предусмотренного статьей 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). Статья грозит виновному лишением свободы до двух лет с запретом на определенные виды деятельности на срок до трех лет. В истории челябинской журналистики это первый случай, когда руководитель муниципальной газеты пожаловался на попытки своего работодателя цензурировать СМИ, – отмечают журналисты. Действия и.о. главы заклеймили председатель областного Союза журналистов Александр Юрин и руководитель издательского холдинга «Гранада Пресс» Сергей Филичкин. Они считают, что чиновников предпринимающих в отношении СМИ попытки ввести цензуру, следует автоматически освобождать от занимаемой должности. По их словам, показательная отставка и.о. главы Анатолия Баранова могла бы послужить хорошим примером для других чиновников, которые почему-то уверовали в то, что пресса должна обслуживать их интересы. Достойная позиция – защищать прессу. Если бы не одно «но»… Если бы не знать, что губернаторская команда всеми правдами и неправдами хочет поставить в Озерске своего управленца, и она не раз предлагала такового, но жители Озерска и их глава Калинин с депутатами каждый раз голосуют против губернаторских ставленников. Озерск буквально стоит насмерть за своих кандидатов. Потому что предыдущий губернаторский назначенец проворовался сразу же. И горожане твердо усвоили урок: к ним приходят только для того, чтобы украсть. Они хотят выбирать из своих земляков, только и всего. А команда губернатора отвечает на сопротивление всеми возможными способами, и грех было не использовать ошибку, допущенную и.о. главы Барановым. Горькая ирония состоит в том, что как раз прогубернаторский пул СМИ, прокричавших о правах прессы, обслуживает интересы губернаторского бизнес-клана. Когда у них включается автоматически самоцензура, и цензура сверху, они забывают об этом даже упомянуть. Недавний случай очень свеж в памяти коллег. Одно прогубернаторское издание громко на всю полосу заявило о медицине Южного Урала, которая наконец-то выздоравливает, и о лучших программах модернизации. Тогда как министр здравоохранения Челябинской области уже сидел в каталажке за откат в 28 миллионов, а в нищих челябинских больницах и роддомах до сих пор люди лежат в коридорах.

НОЯБРЬ, 8
«Pro Город»
«Pro Город» выиграл суд у Чувашского УФСИН. В Чебоксарах Ленинский районный суд отказал колонии в иске о защите чести и достоинства. Поводом для иска послужил опубликованный 21 июля этого года в газете «Pro Город Чебоксары» материал «Осужденные порезали себе вены». В нем описывался инцидент, когда после ввода в колонию бойцов отряда особого назначения ФСИН пострадали осужденные, некоторые из которых в знак протеста вскрыли себе вены. В иске УФСИН посчитал несоответствующей действительности и порочащей деловую репутацию ведомства информацию о том, что сотрудники отряда специального назначения вместе с работником колонии избили одного из них резиновой дубинкой и что еще один осужденный рассказал об унижении, когда голову засовывают в унитаз. Также УФСИН не понравилось описание вида осужденных после ввода спецназа, в частности, «левая рука была забинтована», «ноги цвета сливы с отпечатками резиновой дубинки», «из пяти пальцев мог шевелиться только мизинец», «нос опух от удара, а на лбу видны ссадины». Кроме того, исполняющий обязанности начальника колонии Николай Николаев и сотрудник УФСИН Иван Веников были возмущены тем, что их фото сопровождало опубликованный материал. Оба требовали по 250 тысяч рублей компенсации за использование их фотографий без разрешения, которые сопровождали, по их мнению, негативный текст о колонии. УФСИН же требовал опровержения в газете. Юридическое сопровождение этого дела оказывала Ассоциация АГОРА. По ее инициативе было проведено внесудебное психолого-лингвистическое исследование. Специалисты Нижегородского государственного университета, включая действительного члена Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам, пришли к выводу, что в публикации не содержится негативной информации о колонии номер шесть как юридическом лице. В результате в иске было отказано.

НОЯБРЬ, 8
Съемочная группа телекомпании РЕН ТВ
В Москве журналисты телекомпании РЕН ТВ обратились в отдел полиции «Гольяново» и заявили о противоправных действиях против них, сообщили РИА Новости в пресс-службе столичного главка МВД. «Они пояснили, что вели съемки в районе Гольяново, и неизвестные совершили в отношении них противоправные действия», – сказал собеседник агентства. По его словам, одновременно в отдел полиции поступило заявление от граждан, сообщивших, что неустановленные корреспонденты незаконно проникли в принадлежащее им помещение. «Оба заявления зарегистрированы, проводится проверка, устанавливаются причины произошедшего. По результатам будет принято процессуальное решение», – добавил собеседник. Корреспонденты снимали помещение магазина по адресу: улица Уральская, дом 13. «Они начали снимать подсобное помещение, а руководители магазина вышвырнули их и отобрали кассету», – сказал источник. В пресс-службе телеканала РЕН ТВ сообщили, что нападение на съемочную группу телеканала было совершено утром. «Когда съемочная группа приехала в магазин и стала задавать вопросы, к ним из внутренней части магазина вышла группа людей. Отвели нашу съемочную группу в сторону, отобрали камеру, стали угрожать физической расправой. Естественно, возникла небольшая потасовка, в результате которой камеру вернули обратно, но забрали кассету с отснятым материалом», – сказала руководитель пресс-службы РЕН ТВ Стася Шульга. По ее словам, сотрудники телеканала занимались освещением истории с незаконным лишением свободы трудовых мигрантов. Магазин, в котором произошла потасовка, возможно, принадлежит людям, которые незаконно удерживали в рабстве своих сотрудников. «Было совершено нападение на журналистов, мы это подтверждаем. Было некоторое выяснение отношений. Легкие повреждения у корреспондента есть. Он не в больнице. Сейчас подано заявление в полицию», – добавила Шульга.

НОЯБРЬ, 9
Михаил Афанасьев
Мировым судом Абакана осужден журналист Михаил Афанасьев, чего так упорно добивались городские стражи порядка. Главный редактор интернет-издания «Новый Фокус» М. Афанасьев был задержан 8 октября возле спецприемника для административно задержанных. По версии полиции, он «препятствовал сотрудникам уголовного розыска УМВД России по Абакану в осуществлении доставления в ОВД подозреваемого в совершении преступления». Напомним, что за день до инцидента М. Афанасьев рассказал в своем издании о задержании двоих граждан, которых почему-то заподозрили в убийстве своего друга. И о том, что силовики оказывали давление на задержанных, требуя сознаться в преступлении. Однако задержанные ничего не могли пояснить, так как их поиски пропавшего друга оказались безуспешными. Вечером 8 октября родители задержанных позвонили журналисту, сообщили, что подозреваемых будут куда-то перевозить и попросили его о поддержке. М. Афанасьев приехал к зданию спецприемника УМВД, увидел автомобиль, вооруженных полицейских, собравшихся родственников, и стал снимать происходящее на камеру. В этот момент он и был задержан – «за неповиновение сотрудникам полиции» (см. монитор за октябрь 2012 года). На первом же судебном заседании, которое состоялось 24 октября, представитель УМВД по Абакану потребовал удалить из зала прессу, что и было сделано, хотя процесс не был объявлен закрытым. Видимо, полиции было, что скрывать. Михаил Афанасьев обвинялся в том, что «бросался на капот автомобиля», препятствуя отправке задержанных в ОВД, хотя на видеозаписи ничего подобного зафиксировано не было. Тем не менее, суд приговорил журналиста к трем суткам административного ареста за неповиновение полиции. Ему также зачли сутки, проведенные в спецприемнике после задержания, так что М. Афанасьеву предстоит провести за решеткой двое суток. «Еще до вынесения решения судьей к зданию мирового суда подъехал автомобиль из спецприемника. Нам стало ясно – оправдательного приговора не будет», – рассказали ИА «Хакасия» коллеги Афанасьева. Михаила взяли под стражу прямо в зале суда. Свою вину журналист не признал.

НОЯБРЬ, 9
Газета «Красное знамя»
Сыктывкарский городской суд поставил точку в деле о защите чести, достоинства и деловой репутации к редакции газеты «Красное знамя». С иском в суд обратился бывший начальник УМВД по Ухте Василий Завьялов, собиравшийся обязать издание опровергнуть сведения, опубликованные 24 мая 2012 года в статье «Кто следствию более ценен?», и взыскать с ЗАО «Газета «Красное знамя» и автора статьи 10 миллионов рублей в качестве компенсации за моральный вред (см. монитор за октябрь 2012 года). На последних заседаниях и судебных прениях истец лично не присутствовал. Его интересы представлял бывший прокурор Ухты Илья Кузнецов. Решение выносила судья Елена Нагибина. Сегодня в суде прошли прения сторон, а также было вынесено решение: сведения в статье признаны не соответствующими действительности и порочащими честь и достоинство истца. В итоге, согласно решению суда, издание должно выплатить Завьялову 20 тысяч рублей, а автор журналистского расследования – 30 тысяч. «Мы готовы опубликовать опровержение, но судебное решение мы будем оспаривать. С суммами мы не согласны», – заявил адвокат Григорий Бураков, представляющий в суде интересы газеты.

длящийся

НОЯБРЬ, 9
Андрей Суханов
Журналист телекомпании НТВ Андрей Суханов оштрафован решением управления ветеринарии правительства Волгоградской области на 1 тысячу рублей за нарушение ветеринарно-санитарных правил при переносе живого поросенка по территории города. Как сообщил заместитель председателя комитета ветеринарии правительства Волгоградской области Андрей Фоменко, журналист нарушил статью 10.8 Кодекса об административных правонарушениях – «Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства». Как отметили в ведомстве, журналист нарушил запрет на перемещение продуктов свиноводства и живых свиней во время действия в Волгоградской области карантина по африканской чуме свиней, в результате чего управление ветеринарии привлекло его к административной ответственности в виде штрафа в тысячу рублей. Напомним, что 6 сентября в дежурную часть УМВД России по Волгограду обратились сотрудники Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Волгоградской области, которые сообщили о том, что в здание Управления вошли двое неизвестных мужчин. Один из посетителей открыл мешок, выпустил поросенка и принялся что-то комментировать, а второй – снимал все это на видеокамеру. Прибывший на место наряд отдела вневедомственной охраны доставил обоих граждан в отдел полиции №4 Управления МВД России по Волгограду. Задержанными оказались корреспондент и оператор программы «Максимум» федеральной телекомпании НТВ. Задержанные объяснили сотрудникам полиции свое поведение тем, что прибыли в Волгоград для осуществления видеосъемки в рамках подготовки репортажа, повествующего о нашумевших событиях по ликвидации очагов африканской чумы свиней в регионе. Сотрудниками Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Волгоградской области в отношении корреспондента НТВ Андрея Суханов был составлен административный протокол по статье 10.8. КоАП РФ «Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства». Кроме того, полицейские хотели привлечь его еще и к административной ответственности за мелкое хулиганство (см. монитор за сентябрь 2012 года), но мировой суд Центрального района Волгограда в действиях съемочной группы НТВ хулиганства не усмотрел, однако полицейские обжаловали это решение, в результате чего журналиста Андрея Суханова приговорили к штрафу в тысячу рублей.

НОЯБРЬ, 9
Газета «Новый Север»
В Ижме (Республика Коми) районная газета «Новый Север» была уже отправлена на печать, однако в последний момент из номера была снята статья о митинге против строительства полигона ТБО. Эту статью заменили другим материалом. В снятой статье говорилось о том, что ижемцы выступили категорически против полигона рядом с их домами. Обращались во все инстанции, провели не одну встречу с руководством района. Но это ни к чему не привело. Ижемцы вышли на митинг, чтобы хотя бы приостановить процесс, потому что когда будут подписаны все бумаги, обратного пути уже не будет. Вместе с тем, мужчины – сельчане, болеющие за экологию, за свое здоровье и здоровье своих детей, сами вышли на поиски других участков, и конечно, нашли их. Буквально в день митинга, вместе с геологами-специалистами выехали на новые участки, предлагаемые под полигон, более удаленные от села. Участники митинга приняли резолюцию с требованием к руководству района прислушаться к их мнению относительно выбранного места для строительства полигона ТБО. Кроме того, они требуют пересмотреть решение о месте строительства полигона и переместить его на более удаленную и безопасную территорию, а для пересмотра места строительства создать согласительную комиссию, включив в ее состав 3 членов от инициативной группы.

НОЯБРЬ, 12
СМИ Свердловская область
Правительство Свердловской области планирует в 2013 году направить 571 миллиона рублей на финансирование региональных и муниципальных СМИ. При этом пока региональный кабинет министров не раскрывает информацию о том, какие именно медиа и на какие цели получат такую значительную финансовую поддержку. Ожидается, что главным распорядителем этих средств станет новый департамент администрации губернатора по печати и массовым коммуникациям. В ходе заседания комитета Законодательного Собрания области по бюджету депутат Максим Ряпасов поинтересовался у чиновников: «Хотелось бы понять, куда конкретно пойдут эти колоссальные деньги. Здесь хватит не только на поддержку «Областной газеты» и «Областного телевидения», но и на целый холдинг». При этом губернатор Евгений Куйвашев недавно предложил главам муниципалитетов передать в областную собственность 50% в долях муниципальных газет. Как передает корреспондент информагентства «УралПолит.Ru», глава региона мотивировал свое предложение нехваткой денег на финансирование СМИ в городских бюджетах. «Люди получают копейки. Я спрашиваю глав: почему они не финансируют, – мне отвечают, что нет денег. Средства выделялись «левыми» путями. Сейчас я предложил всем муниципалитетам отдать 50 % долей нам, чтобы мы их поддерживали. В Тюменской области на это тратится 1,5 миллиарда рублей», – заявил Евгений Куйвашев, подчеркнув, что политической подоплеки в таком предложении нет. Любопытно, что ранее муниципалитетам в соответствии с ФЗ-131 было запрещено владеть телерадиокомпаниями.

НОЯБРЬ, 12
Газета «
Bonus»
В ФЗГ обратились журналисты газеты «Bonus». В письме говориться: «Мы уже писали вам о ситуации в Республике Башкортостан с нашей газетой. О том, как по указанию администраций различного уровня коммунальные службы и работники низовых администраций собирают тиражи нашей газеты из почтовых ящиков и мест распространения, блокировке нашего сайта в различных государственных учреждениях. После публикации информации на вашем сайте и других СМИ ситуация несколько улучшилась, в связи с этим выражаем вам свою благодарность. Однако тактика противостояния нам изменилась. Уже третью неделю в частные учреждения, где распространяется наша газета, приезжают некие люди, представляющиеся сотрудниками нашего издания и забирают весь тираж якобы из-за того, что в тираже была допущена ошибка. К нам поступило уже несколько сигналов. Судя по скорости и организованности действий, мы предполагаем возможную причастность властей. В ближайшее время мы получим видеозаписи такой выемки тиража и обратимся в правоохранительные органы.

НОЯБРЬ, 12
Газета «Южноуральская панорама»
Газета «Южноуральская панорама» (Челябинск) в своей статье «Наделал долгов и во власть», вышедшей накануне выборов депутатов Миасского муниципального округа 1 марта 2012 года, заявила о том, что «известного миасского бизнесмена Валихана Тургумбаева уличили в недобросовестности». Обидевшись на газету, Валихан Урсбаевич как физическое лицо и как руководитель ЗАО «Трест Урал-автострой» обратился в Арбитражный суд Челябинской области с двумя идентичными исками о признании недостоверными и порочащими деловую репутацию истцов сведений данной публикации (см. монитор за июль 2012 года). Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14 августа 2012 года в удовлетворении исковых требований Тургумбаеву и возглавляемому им ЗАО «Трест Уралавтострой» было полностью отказано. Валихан Урсбаевич подал апелляционную жалобу. Однако тройка судей Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда 29 октября 2012 года вновь поддержала журналистов и свободу слова в Челябинской области. Судебная коллегия полностью согласилась с выводами арбитражного областного суда о том, что утверждение: «Известного миасского бизнесмена Валихана Тургумбаева уличили в недобросовестности. Он не только накопил кучу долгов перед областным центром…» соответствует действительности.

НОЯБРЬ, 12
Сайт уполномоченного по правам человека РФ
Сайт уполномоченного по правам человека Российской Федерации подвергся хакерской атаке. Официальная страница главного российского правозащитника Владимира Лукина подверглась нападению хакеров ночью. При попытке попасть на сетевой ресурс появлялось постороннее изображение и запись о том, что страница взломана неким хакером MalikiAjdar из Пакистана. О цели и результатах взлома информации нет. Отметим, что случай взлома сайта омбудсмена уже не первый: в августе ресурс уже подвергался сетевой атаке. Некоторые СМИ вспоминают в этой связи тот факт, что в начале ноября Пакистан объявил России «кибервойну».

НОЯБРЬ, 12
Ирина Крючкова
Полиция нагрянули домой к сотруднице агентства «Ура.ру» Ирине Крючковой, изъяли системный блок и все электронные носители памяти. Когда в квартиру Крючковой пришли с обыском сотрудники полиции, ее не было дома. «В то время как я находилась в больнице с ребенком, ко мне домой пришли с обыском. Дома была только мама, которая не понимала, что происходит, – рассказала Ирина Крючкова. – Полицейские изъяли системный блок, 3 флешки и несколько дисков. Что самое интересное, протокол я еще не видела». «Обыск прошел в рамках расследуемого уголовного дела, – сообщили в ГСУ ГУ МВД по Свердловской области. – На изъятых носителях памяти может храниться информация, которая поможет следствию». Главный редактор издания Аксана Панова находится под подпиской о невыезде, ей предъявлено обвинение по статье 163 УК РФ («Вымогательство»).

НОЯБРЬ, 12
СМИ Магнитогорска
Магнитогорских журналистов наказали за публикацию о трудах Ленина и комментариев к ней. Роскомнадзор решил, в статье пропагандируется культ насилия и жестокости. Редактору вынесли предупреждение. После этого средство массовой информации спорный материал со своей страницы в интернете удалило.

НОЯБРЬ, 12
Newsland.ru
Московскому новостному порталу Newsland.ru вынесено предупреждение за размещение фрагментов фильма «Невинность мусульман». Роскомнадзор усматривает в действиях портала нарушение законодательства РФ. В своем предупреждении Роскомнадзор потребовал от редакции издания удалить с сайта фрагмент фильма. «Невинность мусульман» 1 октября 2012 года был признан экстремистской лентой по решению Тверского суда города Москвы. Newsland.ru – это «сборщик новостей», на котором пользователи могут размещать информацию из других СМИ, а также публиковать собственные новости.

НОЯБРЬ, 12, 21
Юрий Матыцин
Спортивный обозреватель «Новой газеты» в Рязани» Юрий Матыцин 12 ноября обнаружил в подъезде дома, в котором проживает, крышку гроба со своей фотографией. «Мы расцениваем это как угрозу журналисту», – сообщил главный редактор издания Алексей Фролов. По его мнению, этот инцидент связан с профессиональной деятельностью его коллеги. «Мы предполагаем, у кого из героев критических публикаций Матыцина могли не выдержать нервы. Готовы передать имена спортивных функционеров сотрудникам правоохранительных органов». Обнаружив «посылку», журналист уведомил о факте угроз редакцию и правоохранительные органы. «Он (Матыцин) позвонил мне, мы приняли решение уведомить правоохранительные органы, он успел зафиксировать факт угроз. Мы расцениваем это как угрозу убийством. Крышка гроба появилась после того, как Юрий опубликовал статью о вероятных фактах коррупции при расходовании бюджетных средств в спортивной сфере региона», – сказал Фролов. Он также уточнил, что после появления в подъезде крышки гроба на домашний телефон журналиста поступил телефонный звонок, в ходе которого звонивший интересовался здоровьем самого корреспондента и его матери. В связи с этим, по словам главвреда, Матыцин был вынужден прибегнуть к усилению мер безопасности. Губернатор Рязанской области Олег Ковалев на заседании правительства 13 ноября потребовал провести проверку по факту угроз и оскорбления Юрия Матыцина. Губернатор потребовал выяснить, связана ли хулиганская выходка с профессиональной деятельностью корреспондента, и привлечь виновных к ответственности. «Можно соглашаться или нет с позицией, которую излагает журналист в своих материалах, но это его работа. Нельзя, чтобы сотрудник СМИ подвергался оскорблениям и угрозам», – заявил глава региона. Рязанские полицейские 21 ноября установили лиц, причастных к событию, произошедшему со спортивным обозревателем Юрием Матыциным, сообщает сайт регионального УМВД. Журналист обратился в отдел полиции №2 по обслуживанию Октябрьского района Рязани с сообщением о том, что в подъезде дома, где проживает, он обнаружил крышку гроба со своей фотографией. К работе подключились сразу несколько полицейских служб. Был проведён тщательный осмотр места происшествия. Эксперты-криминалисты изъяли ряд вещественных доказательств, среди которых и фотографию заявителя. Материалы были направлены на исследование в экспертно-криминалистический центр регионального УМВД. На фотографии, которая крепилась к крышке гроба, специалисты обнаружили отпечатки пальцев. В настоящее время человек, которому принадлежат указанные отпечатки, установлен. Полицейские взяли с него объяснения. Кроме того, оперативники проверили все фирмы города, оказывающие ритуальные услуги. В одной из них обнаружилась накладная, согласно который клиент заказал крышку гроба. Полицейские опросили предпринимателя. Из беседы сыщикам стало ясно, что он может иметь отношение к случившемуся. В результате проведённого комплекса оперативно-разыскных мероприятий полицейские установили лиц, причастных к произошедшему. По предварительной версии, случившееся связано с профессиональной деятельностью спортивного обозревателя.

НОЯБРЬ, 12, 23
Газета «Наш любимый город»
Как рассказала корреспонденту ФЗГ Татьяна Казанцева, издатель газеты «Наш любимый город», выходящей в Среднеуральске и Верхней Пышме (Свердловская область), в офис редакции явились судебные приставы, которые описали и вывезли все имущество СМИ. Сделано это было на основании исполнительного производства в отношении главного редактора Михаила Лагутина, учредителя данного СМИ. И доказательством того, что имущество, которое они изымают, принадлежит учредителю, они назвали договор между учредителем и главным редактором, правда, не показав его издателю во время описи и изъятия имущества. При этом Т. Казанцева пояснила приставам, что имущество, которое находится в офисе, принадлежит ей, что офис арендует она, договор с типографией на ней, договора с рекламодателями заключаются также на ее имя. Но эти обстоятельства не были приняты во внимание людьми в форме. Газета «Наш любимый город» была зарегистрирована 27 июня 2011 года. В октябре этого же года издателем стала Татьяна Казанцева. В то же время и был составлен устав редакции в связи с изменившимся статусом учредителя, а также договор между издателем и учредителем, на основании которого за все, что касается материально-технической базы и финансовых вопросов, отвечает издатель. По факту изъятия имущества редакции Т. Казанцевой было написано заявление в прокуратуру. Через несколько дней судебные приставы передали вышеупомянутое исполнительное производство прокурору. Начальник отдела судебных приставов отказался лично встретиться с прокурором, пояснив, что находится на учебе. В пятницу, 23 ноября, издатель, придя к прокурору, который ведет это дело, чтобы передать некоторые копии документов, попросила посмотреть тот самый договор между учредителем и главным редактором, на основании которого, как пояснили приставы, они и изъяли имущество редакции. Данный договор был датирован 8 апреля 2011 года. Но в то время издания «Наш любимый город» не существовало – оно было зарегистрировано, как было сказано выше только 27 июня 2011 года. Соответственно, приставы изъяли имущество редакции без предупреждения, прямо перед выходом газеты на основе недействительного документа. Стоит отметить, что на личном компьютере издателя, который был изъят приставами без предупреждения, остались сохраненные пароли от всех Интернет-ресурсов: электронной почты редакции, сайта газеты, социальных сетей, личной почты. Также документы бухгалтерского учета, учета оплаты средств за рекламы рекламодателей. Программа-доступ к личному расчетному счету издателя, модули рекламодателей, статьи в единственном экземпляре и другие важные редакционные документы. Редакция все-таки сумела сделать два следующих номера газеты буквально «на коленках», и теперь надеется в суде отстоять собственную правоту.

НОЯБРЬ, 13
Информагентство «Ура.ру»
Суд обязал екатеринбургское информагентство «Ура.ру» и главу фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана выплатить ГУ МВД по Свердловской области компенсацию морального вреда за недостоверные сведения в статье. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Свердловского областного суда. Летом 2012 года ГУ МВД по Свердловской области подало в суд на «Ура.ру» и Евгения Ройзмана из-за опубликованной в апреле статьи «В последние месяцы данью обложили всех – от крупного бизнеса до торговцев семечками». В статье, в частности, говорилось о «коррупционной цепочке» в свердловском ГУ МВД, обложении организаций данью и торговле должностями в полиции. В качестве одного из свидетельств приводились слова президента фонда «Город без наркотиков», говорившего, что о коррупционных скандалах в местной полиции знают все, включая Евгения Куйвашева, в мае этого года ставшего губернатором Свердловской области. Полиция подала к информагентству иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, требуя взыскать с ответчиков 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Из семи фраз, которые истец назвал несоответствующими действительности, суд признал таковыми три и обязал «Ура.ру» и Евгения Ройзмана заплатить полиции по 5 тысяч рублей. Кроме того, ответчиков обязали опровергнуть факты, признанные несоответствующими действительности. «Ура.ру» и Евгений Ройзман обжаловали решение суда, однако не явились на апелляционное заседание, которое состоялось 13 ноября. Судебная коллегия оставила решение суда первой инстанции без изменений.

НОЯБРЬ, 14
Газета «Звезда»
Газета Business Class
Ольга Шубина
, дочь бывшего мэра Перми и нынешнего члена Совета Федерации РФ Игоря Шубина, добилась отмены судебного определения от 9 июля 2012 года, которым из-за ее вторичной неявки был оставлен без рассмотрения заявленный иск к газете «Звезда». Хотя Шубина надлежащим образом извещалась о ранее назначенных заседаниях, Мотовилихинский районный суд Перми счел причины неявки уважительными из-за нахождения истицы в очередном отпуске и срочной командировке. Уже сообщалось о том, что дочь сенатора обиделась на публикацию «Судимым быть…» в выпуске краевой газете «Звезда» от 1 марта 2011 года. Там рассказывалось о трижды судимом за грабеж, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом и мошенничество в особо крупном размере Артеме Лукине – прежнем муже Ольги Шубиной (Лукиной) и бывшем зяте пермского сенатора, единоросса Игоря Шубина. Получив 6 декабря 2011 года условно-досрочное освобождение из исправительной колонии, Лукин вчинил журналистам иск за обнародование своих криминальных историй без его согласия. Схожую до запятой бумагу направила в суд Шубина, интересы которой представил тот же адвокат, что и нанятый Лукиным (см. монитор за март, июль 2012 года). Бывшие супруги, в частности, назвали ложной и порочащей информацию о степени родства с сенатором Шубиным, потребовали извинений и компенсации морального вреда на общую сумму 1,5 млн руб. Минувшим летом из-за неявки истцов судья Анна Славинская оставила без рассмотрения их иски о защите чести и достоинства, якобы незаконном сборе информации и противоправном разглашении персональных данных. В материалах этого гражданского дела есть письмо краевого управления Роскомнадзора, при проверке не нашедшего никаких нарушений со стороны журналистов. В письменных объяснениях, среди прочего, ответчик сослался на вступивший в законную силу обвинительный приговор Ленинского районного суда Перми от 30 ноября 2009 года по делу о мошенничестве Лукина. Здесь приведены показания свидетелей и потерпевших о том, что Лукин был представлен им как зять мэра Перми и сам он ссылался на обширные связи в администрации Перми. В вводной части приговора Шубина названа защитником подсудимого Лукина. Очередное заседание по иску Шубиной назначено в Мотовилихинском районном суде Перми на 10 декабря. Между тем, Пермский краевой суд только что поставил точку в подобном споре бизнесмена Константина Дзиканюка с местной газетой Business Class. Апелляционная инстанция указала: сведения, которые содержатся в приговоре, не относятся к той информации о лице, сбор, хранение, использование и распространение которой без согласия этого лица не допускаются в силу ст. 24 Конституции РФ, ст. 9 Закона РФ «О персональных данных». Кроме того, ст. 1 Закона РФ «О СМИ» установлено, что в России поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям – говорится в определении краевого суда.

НОЯБРЬ, 14
Салям Мусафир
На северо-востоке Москвы обокрали квартиру корреспондента телеканала RT на арабском языке «Русия аль-Яум» Саляма Мусафира. Воспользовавшись отсутствием хозяев, воры вынесли из дома деньги, драгоценности и технику. Преступление было совершено в квартире на последнем, 17 этаже. На место происшествия прибыли полиция и кинологи. Однако выйти на воров по горячим следам не удалось. Соседи не заметили ничего подозрительного в тот день. По данному факту ОМВД России по Останкинскому району было возбуждено уголовное дело по статье «Кража» УК РФ, сообщает пресс-служба RT.

НОЯБРЬ, 15
Рустам Джалилов
Корреспондент российского информационного агентства Islam News (Новости Ислама) Рустам Джалилов обратился с открытым письмом к председателю Совета по правам человека при президенте РФ Михаилу Федотову. Журналист, освещающий широкий круг вопросов по общественно-политической, исторической и правозащитной тематике, в частности, сообщавший о нарушениях прав человека со стороны некоторых представителей правоохранительных органов, пишет: «По отношению ко мне происходят действия, которые я могу назвать не иначе, как незаконным давлением на меня, как на гражданина и журналиста». Далее Р. Джалилов сообщает: «7 ноября сего года рано утром (в 6 ч.), в принадлежащее мне жилище в мое отсутствие пришли сотрудники ФСБ с постановлением на обыск. В это время в комнате в коммунальной квартире, где я прописан и проживаю, находились моя жена и наша дочь, которая к тому же была больна, имела высокую температуру... Когда около 9 часов я вернулся домой, то обнаружил свою комнату в разорении. Были вынуты все мои книги и рукописи. Старший из проводивших обыск сотрудников – подполковник Баландин, уже проводил выемку и опись моего имущества. Как мне сообщил он, обыск проводится в связи с делом, которое возбуждено по статье 282.2 против неустановленных лиц в организации деятельности запрещенной экстремистского сообщества «Хизб-ут-тахрир» и я подозреваюсь в участии в этом… В ходе обыска у меня изъяли: загранпаспорт, ряд книг и брошюр религиозного и политического содержания, среди которых и достаточно известные, легально изданные, папки моих собственных рукописей, 2 ноутбука, один из которых является имуществом моей жены. После обыска сотрудники ФСБ настоятельно попросили меня проехать с ними на Лубянку для дачи объяснений. При этом никто из них не сообщил, что меня задерживают, и не предъявил никаких документов на этот счет. Мое предложение встретиться в другой день или быть вызванным по повестке они отвергли». Журналист сообщил также, что в ходе «беседы» со следователем, лейтенантом Владиславом Драгуном отдельные сотрудники ФСБ заходили в кабинет следователя и оказывали на него психологическое давление: «Они требовали признаться в членстве в организации и выдать сообщников, говоря, что против меня есть свидетельские показания и найденная литература свидетельствует о моем членстве в «Хизб-ут-Тахрир». После 4 часов допроса, в ходе которого мне не предоставили еды и горячего питья, мне объявили, что я задержан на 48 часов по постановлению следователя Драгуна. 9 ноября в 11 утра меня и еще нескольких человек отвезли на Большой Кисельный пер., д.13/15. Здесь протокол моего допроса был дополнен еще несколькими вопросами. По завершении допроса меня освободили из-под стражи. Но я остался в статусе подозреваемого». Свое обращение к М. Федотову журналист заканчивает так: «Я прошу справедливости и ничего больше. И очень надеюсь, что нарушение моих прав является результатом излишнего усердия отдельных сотрудников ФСБ, а не политической волей руководства. Прошу Вас не допустить клеветы на меня и фабрикации уголовного дела против меня».

НОЯБРЬ, 15
Аксана Панова
Следователи возбудили еще одно уголовное дело о вымогательстве, подозреваемой по которому является шеф-редактор информационного агентства «Ура.ру» (Екатеринбург) Аксана Панова. Об этом сообщила пресс-секретарь ГСУ ГУ МВД России по Свердловской области Татьяна Васильева. По словам сотрудницы ведомства, дело возбуждено по статье «Вымогательство». «Дело возбуждено по заявлению гражданина К. Не могу пояснить, кто это: имя это или фамилия. Потерпевший заявил, что на сайте «Ура.ру» размещены множественные публикации негативного характера, которые порочили и позорили лично его, а также его близких», – рассказала журналистам Васильева. Она отметила, что Панова проходит по этому уголовному делу в статусе подозреваемой. Шеф-редактор «Ура.ру» Панова в настоящее время является обвиняемой по другому уголовному делу о вымогательстве, возбужденному по заявлению директора свердловского Областного телевидения Антона Стуликова. Максимальная санкция этой статьи – лишение свободы на срок до 15 лет (см. монитор за октябрь 2012 года). Руководителю агентства избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

НОЯБРЬ, 15
«Новая газета Кубани»
В журналистском расследовании «Тьмутаракань», опубликованном в «Новой газете Кубани» в октябре нынешнего года, речь шла о злоупотреблениях местных чиновников и членов их семей. В одном абзаце в нем было упомянуто о советнике главы района: «Оказывается, собственницей «Гермонассы» является местная предпринимательница Наталья Александровна Василевская – супруга нынешнего главы районной администрации Ивана Василевского. А интересы Натальи Александровны в суде представлял Антон Василишин – советник главы м.о Темрюкский район. На эту должность Антон Данилович был принят 13 февраля 2012 г. распоряжением главы района за № 49 от 10.02.12 г. Согласно информации «НГК», советник Василевского в период с 2006 по 2008 год 9 раз был фигурантом в уголовных делах в качестве подозреваемого и обвиняемого. Причем четырежды – по подозрению в мошенничестве. Сегодня он доверенное лицо супруги Василевского в суде и одновременно советник самого главы района». После публикации расследования в адрес редакции «Новой газеты Кубани» из Управления Роскомнадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея поступил запрос о предоставлении информации. В письме сообщалось, что в их адрес из прокуратуры Краснодарского края поступило обращение от Василишина А.Д. о фактах нарушения «НГК» федерального закона об обработке персональных данных, которые, по его мнению, были опубликованы и размещены в сети Интернет без его согласия. Роскомнадзор потребовал от редакции предоставить: во-первых, «правовые основания обработки персональных данных гр. Василишина А.Д.», во-вторых, «наличие согласия гр. Василишина на распространение его персональных данных», в-третьих, «сведения о принимаемых «НГК» мерах для обеспечения конфеденциальности и безопасности персональных данных гр. Василишина». В установленный законом срок главным редактором «Новой газеты Кубани» Роскомнадзору был дан исчерпывающий ответ, в котором указано: «сведения о персональных данных А.Д. Василишина были получены журналистом из открытых источников. В частности, информация об участниках судебного процесса была взята с сайта Темрюкского районного суда, а данные о месте работы Василишина и его должности взяты с официального сайта администрации Темрюкского района». И хотя ответ редакции удовлетворил контролирующий орган, журналистам «НГК» прецедент не кажется безобидным. С одной стороны, государство внедряет программу «Электронное правительство» и принимает пакет антикоррупционных законов. С другой стороны, журналисты все чаще оказываются перед сложным выбором: публиковать информацию, а затем доказывать легитимность распространения персональных данных, или не писать о персоналиях вовсе.

НОЯБРЬ, 15
ИА EAOmedia
Прокуратура Биробиджанского района возбудила в отношении главы района Евгения Сухарева административное производство за неправомерный отказ в предоставлении информации агентству ЕАОmedia. По мнению ведомства, этим он нарушил сразу несколько федеральных законов, сообщает РИА ЕАОmedia со ссылкой на прокуратуру Еврейской автономной области. Установлено, что 29 августа 2012 года в администрацию поступил запрос регионального информационного агентства EAOmedia о предоставлении сообщения о проделанной муниципальным образованием работе по организации автобусных маршрутов. (проведен ли соответствующий конкурс, найдены ли перевозчики). Запрашиваемая агентством информация не являлась сведениями, доступ к которым ограничен. Однако администрацией района был дан ответ, отказывающий в предоставлении сообщения. Поскольку основания для отказа в предоставлении информации не соответствуют требованиям Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и Закона России «О средствах массовой информации», прокуратура возбудила в отношении главы администрации «Биробиджанский муниципальный район» административное производство по ст. 5.39 КоАП РФ (неправомерный отказ в предоставлении организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами). Материалы направлены в суд. Кроме этого, в адрес главы направлена информация о выявленных нарушениях для принятия мер к надлежащей организации работы администрации района в данной сфере деятельности.

НОЯБРЬ, 15
ИА AmurMedia
Прокуратура в субъектах Дальневосточного федерального округа взялась за чиновников, «жадных» на информацию. Создан прецедент, когда в отношении чиновника возбуждено административное дело за неправомерный отказ в предоставлении информации СМИ, сообщает ИА AmurMedia. На запросы ИА AmurMedia в управление по информационной политике и общественным связям со СМИ губернатора и правительства Хабаровского края, министерства имущественных отношений Хабаровского края, управление дорог и внешнего благоустройства администрации Хабаровска ответы не получены. Примером, когда на запрос редакции, поступает невразумительный ответ, может послужить недавняя переписка с уполномоченным по правам ребенка в Хабаровском крае. К сожалению, вразумительного ответа от омбудсмена получить не удалось. В частности, на вопрос «каким образом строится взаимодействие института уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае с органами государственной власти и местного самоуправления?» Светлана Жукова ответила, что «взаимодействие... осуществляется на основе принципов справедливости, гуманности, открытости, объективности и доступности». На вопрос, какие меры были приняты уполномоченным по активизации поисков пропавшего в Ульчском районе ребенка, омбудсмен ответила, что «поиск стоит на контроле уполномоченного по правам ребенка в Хабарвоском крае». Аналогичный ответ был и на вопрос о вредном влиянии на здоровье детей выбросов Комсомольского НПЗ, имевшем место прошедшим летом и вызвавшим широкий общественный резонанс.

НОЯБРЬ, 16, 22
Газета «Истоки»
Прокуратура запретила властям Турочакского района (Республики Алтай) вмешиваться в деятельность местных СМИ. Как сообщается на сайте надзорного ведомства, прокуратура Турочакского района Республики Алтай провела проверку исполнения Закона РФ «О средствах массовой информации» в деятельности МО «Турочакский район». Проверка проводилась по обращению главного редактора газеты Турочакского района «Истоки», который сообщил о вмешательстве учредителя газеты – администрации района – в деятельность СМИ. Так, в соответствии с распоряжением главы МО «Турочакский район» из числа сотрудников администрации и совета депутатов района создана редакционная коллегия газеты. В обязанности ее членов входила организация и проведение экспертной оценки статей, на основании которой редколлегия рекомендовала их к публикации или отклоняла. Обязанность по утверждению номера газеты в печать была возложена на заместителя главы администрации, назначенного председателем редакционной коллегии. Таким образом, распоряжением главы администрации МО «Турочакский район» нарушено требование статьи 18 Закона РФ «О СМИ», запрещающее прямое вмешательство учредителя СМИ в деятельность его редакции. По итогам проверки на незаконный правовой акт органа местного самоуправления принесен протест прокурора Турочакского района Республики Алтай, отмечает пресс-служба прокуратуры Республики Алтай. По итогам рассмотрения протеста незаконное распоряжение главы Турочакского района было отменено 22 ноября.

НОЯБРЬ, 17
Сергей Ежов
Обозреватель «Новой газеты в Рязани» Сергей Ежов сообщил, что получил повестку о вызове на допрос: «20 ноября мне надлежит прибыть к следователю СО Отдела МВД России по Красносельскому району Москвы Р. В. Газизову для дачи свидетельских показаний. Приехать из Рязани в Москву должен, естественно, за свой счет». С. Ежов напомнил, что Газизов – тот следователь, который сначала добивался допроса жены журналиста Софии Ежовой. Первая попытка состоялась еще в сентябре 2012 года – сотрудницу рязанского отделения «Новой газеты» и внештатного журналиста портала «Каспаров.ру» Софию Ежову на улице возле их дома в Рязани остановили трое мужчин в штатском, показали удостоверения сотрудников столичного управления МВД и заявили, что им приказано доставить ее на допрос в Москву по уголовному делу, возбужденному еще в 2009 году. При этом никаких других подробностей сотрудники правоохранительных органов не сообщили. Когда София отказалась ехать с ними на допрос, они вызвали местных полицейских, чтобы увезти женщину в Москву принудительно. Вскоре после этого Софии стало плохо. Прибывшие врачи «скорой помощи» решили ее госпитализировать (см. монитор за сентябрь 2012 года). Вторая попытка доставить Софию Ежову на допрос в Москву была предпринята спустя месяц – 12 октября московские полицейские задержали ее в Рязани, насильно усадили в автомобиль без номеров и увезли из города. Адвокат семьи Ежовых успел подать заявление в местную полицию. Автомобиль был остановлен у поста ДПС, однако затем проследовал дальше. В пресс-службе ГУВД по Рязанской области заявили, что московские полицейские предупреждали своих рязанских коллег о возможных действиях на их территории. После многочасового допроса, которой С. Ежовой устроил Роман Газизов, она была отпущена – около полуночи. В ночь с 12 на 13 октября она вернулась домой в Рязань. «После допроса меня без паспорта и какого-либо документа просто выставили на улицу в чужом городе» (см. монитор за сентябрь 2012 года). А через два дня было совершено нападение на Сергея Ежова – в поселке Сараи в здании районной администрации, где располагалась Территориальная избирательная комиссия. С. Ежов пришел туда, чтобы подать жалобу в связи с нарушениями, зафиксированными им на одном из избирательных участков. На выходе из кабинета неизвестный сильным ударом сбил журналиста с ног и пригрозил, что живым журналист может и не уехать. «Никак не хотят оставлять меня в покое. Уже и нападали на меня, и обыски проводили, а все мало. Может, хватит уже?», – пишет С. Ежов на сайте «Новой газеты». Он отметил, что официально вызван в качестве свидетеля, но статус ведь легко изменить в ходе допроса. «Дело – какой-то старый висяк. Не исключено, что из меня захотят сделать стрелочника», – добавил журналист.

НОЯБРЬ, 18
Михаил Телехов
Ночью в Санкт-Петербурге совершено нападение на специального корреспондента газеты «Вечерний Петербург» Михаила Телехова. По словам журналиста, примерно в 3 часа ночи он вышел от своих друзей, проживающих на Захарьевской улице, дом 3, рядом с комплексом зданий ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти. «Выйдя от друзей, я направился в сторону Литейного проспекта, чтобы поймать машину и поехать домой. Но пройдя несколько десятков метров, я получил сильный удар сзади. Нападавших я, к сожалению, не видел, да и не мог видеть. Очнулся я уже в Мариинской больнице», – сообщил Телехов. По его словам, нападавшие забрали у него ноутбук, личные документы и мобильный телефон. Телехов рассказал, что случившееся не сказалось на его здоровье и в ближайшее время он вернется к работе. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье «Грабеж».

Телеканал «Кабардино-Балкария»
Телеканал «Нальчик»
В Кабардино-Балкарии проводится процесс объединение государственного телеканала «Кабардино-Балкария» с телеканалом «Нальчик». Данная новость вызвала неоднозначную реакцию, «Правозащитный центр КБР» направил письмо главе республики Арсену Канокову с просьбой задержать процесс слияния. «При такой организации телевещания в Кабардино-Балкарии исчезает конкурентная среда, а также совершается слияние собственности акционерного общества с государственной собственностью на непонятной и непрозрачной основе, что не сможет содействовать благополучному осуществлению проекта», – говорится в письме правозащитников.

НОЯБРЬ, 19
ИА «Высота 102»
В октябре 2012 года губернатор Волгоградской области Сергей Боженов обратился в ГУ МВД по Волгоградской области с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту публикации информационным агентством «Высота 102» открытого письма к президенту России Владимиру Путину. Речь в обращении журналистов – директора телекомпании «ЭРОС», председателя общественного движения «За Волгоград» Дмитрия Крылова и гендиректора ООО «СВЖ-«Остров» к руководителю страны шла о преступном уничтожении поголовья свиней в личных и крестьянских хозяйствах области под предлогом объявленной в регионе эпидемии африканской чумы свиней. При этом журналисты опирались на сведения, полученные в ходе репортажей корреспондентов ООО «ЭРОС», ИА «Высота 102» и телекомпании НТВ непосредственно из районов, объявленных первой угрожаемой зоной в связи с африканской чумой свиней. После тщательной проверки органом дознания ГУ МВД по Волгоградской области было вынесено постановление: «факт клеветы, т.е. распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство губернатора Волгоградской области С. А. Боженова, содержащихся в средствах массовой информации, не установлен». Иными словами, состав преступления в действиях журналистов Александра Осипова и Дмитрия Крылова отсутствует.

НОЯБРЬ, 19
Газета«Свободная газета +»
В ФЗГ обратился учредитель и главный редактор общественно-политической газеты «Свободная газета +» Анатолий Осипов. Он сообщил о судебном процессе с участием этого издания: «Сдья Свободненского городского суда вынес заведомо несправедливое и необоснованное решение по делу. Мы подали апелляционную жалобу в областной суд, который весьма ощутимо изменил его решение в нашу пользу. Но все же, согласно апелляционному определению, мы должны были опубликовать в качестве опровержения полное решение суда, хотя закон о СМИ требует, чтобы опровержение не превышало по объему более чем вдвое спорного фрагмента. Чтобы обезопасить себя от «недоразумений», мы попросили судебного пристава запросить в суде – какое решение нам публиковать? Крошка ответил – апелляционное. Что мы и выполнили. Но спустя немного времени городской суд вынес определение, что по делу существует два судебных решения, а, значит, и решение Свободненского городского суда должно быть опубликовано. Мы подали в областной суд частную жалобу, будучи уверены в том, что он отменит это определение – если не ошибаюсь, согласно ГПК, не может быть двух действующих судебных решений по одному делу. Привел доводы, считаю, весьма обоснованные. Но 7 ноября Амурский областной суд оставил в силе последнее определение городского суда без уведомления сторон. И теперь я вынужден печатать полный текст идиотского решения, который займёт не менее трех полос в моей 12-полосной газете».

НОЯБРЬ, 20
Артемий Троицкий
Мосгорсуд признал законным решение нижестоящей инстанции отклонившей иск о защите чести и достоинства бывшего майора ГИБДД Николая Хованского к музыкальному критику Артемию Троицкому по поводу высказываний последнего о ДТП на Ленинском проспекте с участием машины вице-президента «ЛУКОЙЛа». Как сообщили в Мосгорсуде, апелляционная жалоба Н. Хованского была отклонена, и решение Гагаринского суда вступило в законную силу. Ранее Верховный суд РФ отправил на новое рассмотрение иск о защите чести и достоинства Н. Хованского к А. Троицкому. Гагаринский суд Москвы отклонил иск Н. Хованского. 25 февраля 2010 года на Ленинском проспекте в районе площади Гагарина произошло лобовое столкновение автомобилей «Ситроен» и «Мерседес». В результате погибла 35-летняя О. Александрина – водитель «Ситроена». Позднее в больнице скончалась пассажирка «Ситроена» – известный врач-гинеколог В. Сидельникова. Находившийся в «Мерседесе» вице-президент «ЛУКОЙЛа» А. Барков практически не пострадал. По данным СМИ, именно Н. Хованский одним из первых прибыл на место происшествия и составил схему ДТП, согласно которой виновной в аварии была признана водитель «Ситроена». А. Троицкий на концерте группы «ДДТ» в Москве 10 ноября 2010 года назвал Н. Хованского одним из победителей антипремии «Дорогу колеснице» за его участие в процессе расследования громкого ДТП на Ленинском проспекте (см. монитор за март, май, июнь 2011 года, сентябрь 2012 года).

НОЯБРЬ, 20
Colta.ru
Проект Colta.ru прекратил своё существование. Правда, Мария Степанова, руководитель культурного онлайн-СМИ, обещает, что проект вернется к работе, как только найдутся инвесторы. За четыре месяца существования Colta.ru доказала состоятельность культурного дискурса в подаче общественно-политической информации. Проект начал работать 16 июля. Сейчас сайт закрывается, так как спонсора найти так и не удалось.

НОЯБРЬ, 20
Станислав Буланов
Краснодарский журналист получил три года тюрьмы за репортаж о наркоторговле. Может ли профессиональный журналист провести собственное расследование наркоторговли? Ответ на этот вопрос недавно дал Октябрьский районный суд города Краснодара. Станислав Буланов, готовивший материал о предложениях наркотиков в сети, был осужден по пункту 2 статьи 228 УК РФ за хранение и распространение особо крупной партии наркотических веществ после того, как в целях эксперимента заказал через интернет дозу. Подробности сделки Станислав включил в статью, которую опубликовал в сентябре этого года в интернет-журнале «Южный регион». «Открыл Гугл. Ввел запрос «легальные наркотики». Наугад открыл несколько сайтов. Выбрал из списка номер телефона, написал смс «Что есть?». Через полчаса получаю ответ, тоже смс: «Есть куреха, 3 грамма – 3 рубля». Снова пишу: «Как платить?» Ответ пришел сразу: «Киви-кошелек, номер такой-то». Ну что же, иду к ближайшему платежному терминалу и перевожу на указанный номер 3000 рублей. Посылаю сообщение: «Оплатил». Через 20 минут ответ: «Улица..., дом…, под скамейкой у первого подъезда пачка сигарет», – говорится в материале Буланова. По словам автора статьи, когда он пришел на указанное место, под скамейкой, действительно, лежала смятая пачка сигарет, внутрь которой был положен полиэтиленовый пакетик, «наполненный какой-то растительной массой» (аптечной ромашкой, пропитанной синтетическим наркотиком). Выводы журналиста был неутешительным: купить наркотики в современном мире не составляет проблемы. Подробно описав в своей статье процесс покупки наркотиков, Станислав не упомянул о том, что практически сразу после того как он поднял «кладку», его остановили полицейские. В ходе личного досмотра у Станислава изъяли злополучную пачку сигарет, что послужило основанием для возбуждения уголовного дела. Суд приговорил Буланова к трем годам тюрьмы. В истории Станислава больше вопросов, чем ответов. Как вышло, что досматривать журналиста стали, как только он забрал наркотики? Почему переданная ему доза была ровно той, которая оговорена именно во второй части статьи 228. Ведь по первой части этой статьи предусмотрено наказание намного мягче: максимальный срок три года лишения свободы, но можно обойтись и штрафом. Приобретенное Булановым количество оказалась больше грамма, а это означает, что приговор вырастает до десяти лет лишения свободы. Многочисленные совпадения наталкивают сторонников Станислава на мысль, что процесс по его делу был спланирован. Ранее Буланов писал на такие болезненные темы, как наводнение в Крымске и распространение «легальных» наркотиков. В частности, в своей последней статье Станислав обвинил полицию и власти в пособничестве наркоторговцам.

НОЯБРЬ, 20
Борис Стомахин
В Москве задержан публицист, редактор газеты «Радикальная политика», бывший политзаключенный Борис Стомахин. Как сообщает пресс-служба екатеринбургского «Движения против насилия», дома у Стомахина прошел обыск, затем его увезли на допрос. Обыск проводился в отсутствие адвоката, мобильный телефон у Стомахина отобрали. Изъят также компьютер журналиста. По данным правозащитников, новое уголовное дело было возбуждено в июле по статьям 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма в СМИ») и 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды»). Максимальное наказание по статье 205.2 – пять лет лишения свободы, по статье 282 – два года. Сайт Стомахина «Сопротивление» 15 ноября был включен в федеральный список экстремистских материалов наряду с материалами неонацистского сайта NS-WP. 19 ноября Роскомнадзор вынес предупреждение интернет-изданию «Столетие» за публикацию цитаты из статьи Стомахина в критическом материале «Отборные высказывания либералов». В 2006 году Стомахин был приговорен к пяти годам лишения свободы по части 2 статьи 280 УК РФ («Публичные призывы к экстремистской деятельности») и статьи 282 УК РФ за публикации в газете «Радикальная политика». Он полностью отбыл лагерный срок и был освобожден в марте прошлого года.

НОЯБРЬ, 21
Артемий Троицкий
Радио «Эхо Москвы»
Руководитель благотворительного фонда «Федерация» Владимир Киселев изменил исковые требования к музыкальному критику Артемию Троицкому, потребовав взыскать с него моральный ущерб в размере 112 тысяч рублей, сообщили в Пресненском суде Москвы. Как пояснил представитель истца Константин Козлов, данное решение было принято в связи с тем, что при рассмотрении аналогичного иска о защите чести и достоинства в прошлом году Троицкий утверждал, что высказывания, которые оспаривались в суде, он сделал впервые. «Тогда мы отказались от материальных требований. А потом выяснилось, что те свои утверждения он озвучил не впервые. Получается, что Троицкий обманул не только нас, но и суд. Именно поэтому мы вынуждены уже в данном процессе заявить требования о компенсации морального вреда, а сумму привязать к стоимости медицинского оборудования, которое будет приобретено на эти деньги», – пояснил позицию истца его представитель. По словам Козлова, данная сумма будет потрачена на приобретение микроскопа для одной из одинцовских больниц. В качестве соответчика по делу привлечена радиостанция «Эхо Москвы», так как именно в ее эфире Троицкий распространил якобы не соответствующую действительности информацию о фонде и его руководителе (см. монитор за август 2012 года).

НОЯБРЬ, 21
Портал «Всеволожск-ИНФО»
В редакцию портала «Всеволожск-ИНФО» (Ленинградская область) после публикации «сериала» «Самоучитель всеволожского обманутого дольщика» пришло странное письмо, напоминающее угрозу. Как сообщили представители издания, на редакционную почту пришло письмо с недвусмысленным текстом: «Глава VIII Серебряные пули». Попытки связаться с отправителем не увенчались успехом. Журналисты полагают, что это угроза. «Сериал, который мы публикуем, кому-то сильно не нравится. Были и другие намёки знающих людей: владельцами сайта недовольны, нам нужно быть осторожнее», – сообщает издание. «Самоучитель всеволожского обманутого дольщика» – это публикационный сериал, в котором компетентный юрист – кандидат юридических наук, известный петербургский адвокат Константин Кузьминых, привлекая самых разных специалистов, рассказывает, что делать тем, кто стал обманутым дольщиком. Кузьминых лично обратился в редакцию с идеей о публикации ряда статей на эту злободневную тему, так как сам оказался в ситуации обманутого дольщика. К настоящему моменту вышло уже 6 глав сериала. «Мы оцениваем этот сериал как очень профессиональную, беспрецедентную публикацию. Редакция сайта не считает нужным что-либо менять в текстах, представленных такими авторами», – заявляет «Всеволожск-ИНФО». В связи с этим издание намерено продолжать выпуск «сериала», если, конечно, его авторы не откажутся продолжать работу.

НОЯБРЬ, 21
Газета «Известия Удмуртской республики»
В Ижевске в редакции «Известий Удмуртской республики» изъяты документы. Полицейские провели ряд оперативных действий в редакции государственной газеты «Известия Удмуртской республики», сообщил руководитель пресс-службы республиканского МВД Николай Коротояцкий. Он не уточнил, с чем это связано, и какие именно документы интересовали оперативников. Заместитель руководителя редакции газеты Светлана Пестова пояснила, что полицейские проводили в офисе СМИ «открытые розыскные мероприятия». «То, что посчитали нужным, они забрали. Они занимаются сбором информации по людям, я не знаю по какому поводу, они обвиняют кого-то в мошенничестве», – сказала Пестова. По данным, опубликованным на сайте министерства культуры, печати и информации Удмуртии, редакция газеты «Известия Удмуртской Республики» является автономным учреждением региона, подведомственным министерству.

НОЯБРЬ, 21
Портал «73online»
Следственными органами СКР по Ульяновской области проводится проверка по заявлению об угрозах в связи с публикациями в СМИ. В сообщении СУ СКР говорится, что угрозы поступили в адрес автора ряда публикаций, размещенных на одном из региональных интернет-сайтов. «Предварительно установлено, что 21 ноября постоянному автору одного из новостных сайтов, по телефонной связи поступили угрозы, сопровождавшиеся требованием прекратить подготовку и размещение в средствах массовой информации серии материалов определенной тематики», – говорится в сообщении. По результатам проверки будет принято процессуальное решение. В свою очередь источник в правоохранительных органов сообщил агентству «Интерфакс-Поволжье», что на угрозы пожаловалась журналист портала «73online». «По ее словам, ей позвонили по поводу публикаций о семье лидера одной из национальных диаспор, и сказали, что если публикации продолжатся, то у нее и ее близких «могут возникнуть проблемы».

НОЯБРЬ, 21
«Петербургский театральный журнал»
В Санкт-Петербурге местные депутаты Максим Резник и Марина Шишкина усмотрели проявление цензуры в действиях городского комитета по печати. Парламентариям стало известно, что комитет хочет забрать грант у «Петербургского театрального журнала» после того, как на страницах издания появились статьи «Митинг как театр», «Театрализация реальности: как это было», рецензия на спектакль «БерлусПутин». Как сообщает Лениздат.Ру, парламентарии подчеркнули, что не согласны с действиями сотрудников комитета, которые никак не аргументировали свое решение о возврате субсидии. Народные избранники обратились к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой разобраться в ситуации.

НОЯБРЬ, 22
ИА «Ура.ру»
Шеф-редактор екатеринбургского информагентства «Ура.ру» Аксана Панова сообщила о попытке кражи доменного имени. Она написала в Facebook, что регистратор Ru-Center прислал ей уведомление об аннулировании паролей к домену. Как объяснили Пановой в Ru-Center, от ее лица поступила заявка переоформить домен ura.ru на неназванных третьих лиц. В связи с этим Ru-Center сменил пароли управления доменом. Как заявила шеф-редактор «Ура.ру», заявка на переоформление домена и пакет присланных документов являются подделкой. «У того, кто это проворачивает, есть копия моего паспорта (ее делают на допросах) и всех документов по правам на домен (изъяты во время обысков)», – сообщила Панова. Редакция «Ура.ру» уже направила официальную жалобу в Ru-Center.

НОЯБРЬ, 22
Ирина Сутырина
Совершено нападение на директора муниципальной газеты «Мой Ангарск», депутата Думы города Ангарска (Иркутская область) Ирину Сутырину. С тяжелой черепно-мозговой травмой она госпитализирована в больницу скорой медицинской помощи. В девять утра она вышла из дома в 17-м микрорайоне на работу, когда неизвестный, лица которого она не видела, сзади ударил ее по голове тяжелым предметом, предположительно, бейсбольной битой. Ирина потеряла сознание и упала, преступник скрылся. Очевидно, что за журналисткой следили – преступление было хорошо организовано и не имеет свидетелей. В руках у женщины была сумка с документами, ключами, телефоном, кошельком – преступники ничего не взяли. «На Ирину напали прямо у подъезда ее дома. По одной из версий правоохранительных органов, нападение связано с ее профессиональной деятельностью, – сообщают в пресс-службе Ангарского муниципального образования. – В адрес Ирины, которая, как автор, тонко и в точку может вскрыть самые острые политические темы, поступало немало предупреждений и угроз. В мае двое неизвестных, представившись сотрудниками полиции, уже пытались попасть в квартиру Ирины Сутыриной, но двери им никто не открыл». Кроме того, в адрес Сутыриной поступала информация о том, что ей подбросят наркотики, если она не сменит свой стиль подачи материалов. Ирина Сутырина заслужила репутацию едва ли не самого жёсткого и бескомпромиссного журналиста в городе, отмечает ангарская газета «Время». Много лет она пишет о проделках городских и районных депутатов, бездействии прокуратуры, грехах чиновников и руководителей МУПов.

НОЯБРЬ, 22
Сергей Резник
Ростовский журналист подозревается в ложном доносе. Заявивший об угрозах в свой адрес журналист Сергей Резник стал подозреваемым по делу о ложном доносе. Об угрозах, которые ему поступают с нескольких телефонных номеров, С. Резник заявил 27 апреля. В этот день он обратился в отдел полиции Ростова-на-Дону с соответствующим заявлением (см. монитор за апрель, октябрь 2012 года). Одного из звонивших журналист, как заявляет он сам, опознал по голосу. По итогам проверки на журналиста завели уголовное дело по статье 306 УК РФ («Заведомо ложный донос, соединенный с обвинением лица в тяжком преступлении»). «Проверочными действиями установлено, что в адрес Резника действительно высказывались требования, связанные с воспрепятствованием его законной профессиональной деятельности как журналиста путем высказывания угроз в адрес его и членов его семьи, однако указанные угрозы осуществлялись по договоренности с самим Резником с его согласия для поднятия его журналистского рейтинга», – цитирует постановление о возбуждении уголовного дела издание 161.ru. Сам Резник отрицает все обвинения и считает уголовные дела сфабрикованными – это сведение счетов за его профессиональную деятельность. Как заявляет журналист, старший следователь СО по Первомайскому району Ростова-на-Дону СУ СК России по РО Александр Мелкумян дважды отказал в возбуждении уголовного дела по его заявлению. А затем старший следователь СО по Первомайскому району Ростова-на-Дону СУ СК России по РО, капитан юстиции Саркис Амерханян написал рапорт, на основании которого сам же в последствии и возбудил уголовное дело. «Если полицейские угрожают вам или вашей семье, ни в коем случае не заявляйте на них. А лучше вообще никому не рассказывайте об этом. Потому что может получиться, как у меня», – прокомментировал результаты расследования заявления о полученных им угрозах Сергей Резник. В этом году это уже второе дело, по которому подозреваемым проходит Резник. До сих пор в работе находится уголовное дело, возбужденное следственным управлением СКР по Ростовской области 24 августа статье 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»). По версии следствия, 21 августа журналист якобы «незаконно передал администратору пункта технического осмотра 2 тысячи рублей за выдачу диагностической карты на автомобиль без предоставления транспортного средства для проведения технического диагностирования» (см. монитор за август 2012 года).

НОЯБРЬ, 23
Все СМИ
В Центральном доме журналиста в Москве 23 ноября в рамках Всемирного дня за прекращение безнаказанности прошел круглый стол, на котором обсуждались проблемы безопасности журналистов. В мероприятии участвовали представители руководства Союза журналистов России, Фонда защиты гласности, родственники погибших журналистов, представители прессы, студенты. На круглом столе речь шла, в частности, о практике применения статью 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»). Секретарь Союза журналистов Павел Гутионтов рассказал о переписке с правоохранителями, из которой следует, что эта статья, несмотря ни на какие усилия, так и не работает. Алексей Симонов предостерег коллег от так называемых договоров об информационном сотрудничестве с представителями власти, так как это чрезвычайно опасная практика – как только эта самая власть пожелает, оплата «информационных услуг» с легкостью может быть представлена либо как «вымогательство», либо как «коммерческий подкуп», либо – «мошенничество», а это всё статьи Уголовного кодекса. Особое внимание было уделено ситуации в Дагестане, где в последние годы постоянно происходят убийства представителей прессы, а также расследованию преступлений против журналистов. Отец похищенного и убитого в январе 2003 года интернет-журналиста Владимира Сухомлина рассказал, как он пытался добиться правосудия и наказания преступников. По его словам, журналист расследовал дело о каналах поставки российского оружия на Северный Кавказ. Исполнители преступления (два сотрудника милиции и работник частного охранного предприятия) получили длительные тюремные сроки, однако имя заказчика так и осталось не установленным, хотя, как утверждает отец погибшего, такая возможность была. Информационная служба ФЗГ представила доклад о нападениях на журналистов и угрозах представителям прессы, основанный на материалах базы данных «Россия. Конфликты в СМИ». В нем отмечалось, что насилие и угрозы физической расправы используются как средство запугивания журналистов в России с начала 90-годов и до сегодняшнего дня и, хотя они принимают новые формы, принцип безнаказанности и связь между разными проявлениями насилия сохраняются. В докладе отмечается, что не менее 150 раз в течение последних девяти лет произошли заказные нападения на журналистов. Полиция в более чем половине этих случаев (77) начинала расследование, но кто напал и почему напал – ответ получен только в 5 случаях. Виновные почти никогда не привлекаются к судебной ответственности. Кроме того, авторы доклада считают, что хуже всего обстоит дело с угрозами. Им подвергаются все журналисты, которые занимаются серьезным расследованием. Полиция как правило не расследует эти дела, даже когда угроза убийством делается публично. Так, всего зафиксировано 242 случая угроз, из них 34 раза угрожали убийством и 63 раза – физической расправой. Сведения о реакции правоохранителей имеются лишь по 7 случаям угроз убийством... Что касается угроз расправы, то здесь картина еще печальнее – из 63 случаев есть сведения о начале расследования лишь 6 инцидентов из 63, еще в 3 случаях в возбуждении дела официально отказано.

НОЯБРЬ, 25
Оксана Труфанова
При исполнении своего профессионального долга сотрудником ОМОНа избита журналист-правозащитник «Русского вердикта» и «Русской буквы», координатор проекта «Гулагу – нет!», постоянный автор АИ «UralDaily.ru» Оксана Труфанова. Оксана освещала события в исправительной колонии строгого режима №6 (ИК-6) в городе Копейске (Челябинская область), где произошли протестные выступления заключенных, подавленные сотрудниками ОМОНа и спецназа ГУФСИН. Оксана Труфанова рассказала «Новой газете»: «Как мы предварительно выяснили, еще несколько дней назад сотрудники этого исправительного учреждения избили нескольких заключенных и поместили их в ШИЗО. В ответ в субботу сокамерники избитых захватили вышку и потребовали встречи с наказанными. Они хотели убедиться, что те живы-здоровы. Но администрация колонии на уступки не согласилась. Я приехала в колонию сразу, как только узнала о начавшихся волнениях. Заместитель начальника ГУ ФСИН по Челябинской области Василий Назаркин мне сказал: «Все тут нормально, есть кое-какие проблемы». Но у колонии уже дежурило много бойцов ОМОНа. Творилось что-то страшное. Со всех сторон разносились крики и визги. Ситуация явно выходила из под контроля. Омоновцы начали избивать правозащитников и родственников. Меня – тоже. Я шла внутрь, меня обещали впустить. Но, когда я подошла поближе, была дана отмашка ОМОНу: «Бьем!». Все разбежались, меня ударили сзади дубинкой, я упала. Оказалось повреждено колено, и я получила сотрясение мозга. От ИК № 6 меня увезли в больницу снимать побои». «Меня ударили сзади по голове, когда я бежала. Омоновец был не в маске, ничего не стеснялся и не боялся. После того, как я упала, меня сначала прижали к земле, а потом – поставили на колени, в снег. Я предъявила избившему меня омоновцу своё служебной удостоверение, но он сказал: «А мне пох..й. Встанешь – уе..у», – дополнила информацию о своём избиения Оксана Труфанова в телефонном разговоре с корреспондентом «УралДейли.ру». У Оксаны врачи зафиксировали сотрясение мозга и многочисленные ушибы. Она была допрошена в копейской полиции.

НОЯБРЬ, 26
Съемочная группа портала «66.ру»
Журналистам екатеринбургского портала «66.ру» (Екатеринбург) угрожают расправой: в ночь на 23 ноября злоумышленники разрисовали машину оперативной съемочной бригады. «Тебе п…дец. Готовся», – было написано черной краской на серебристом «опеле». Главред портала Богдан Кульчицкий рассказал корреспонденту информагентстсва «URA.Ru», что надпись появилась в промежуток между 3 и 7 часами ночи. Оперативная съемочная бригада «66.ру» – особая служба портала. Традиционно СМИ не работают ночью, и получают информацию о ночных происшествиях у специализированных агентств. «66.ру» создало собственную бригаду, вероятно, чтобы не использовать те же данные, что и другие СМИ. Герои этих публикаций – контингент особый, и члены журналистской бригады уже получали от них различные предупреждения. На портале опубликован пример октябрьского инцидента: «Под двери нашего «оперативника» заявились трое мужиков и, демонстрируя кавказский акцент, убеждали его выйти на детскую площадку – поговорить. Позвякивали там чем-то металлическим, угрожали. Любопытно, что они смогли установить его домашний адрес. Когда к дому приехал наряд полиции, ни в подъезде, ни на лестнице никого уже не было». Кто бы мог оставить угрозу на машине – в редакции не знают. Заявление по факту угроз и порчи авто направлено в полицию.

НОЯБРЬ, 26
Информационное агентство «Северный Кавказ»
Информационное агентство «Северный Кавказ» пообещало подать заявление в Следственный комитет по поводу действий Роскомнадзора, пытавшегося закрыть агентство. Об этом сообщает «Новая газета» в Южном федеральном» со ссылкой на генерального директора ИА «Северный Кавказ» Сергея Слепцова. В начале 2012 года суд Ворошиловского района Ростова-на-Дону удовлетворил требование областного управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, решившего закрыть ИА «Северный Кавказ» на том основании, что в течение года оно якобы не работало. После этого Слепцов подал апелляционную жалобу в областной суд, который отменил решение о закрытии. «Чиновники Роскомнадзора даже не озаботились представить в суд хоть какое-либо доказательство «безделья» нашего информагентства! – заявил Слепцов «Новой газете». – Откуда у чиновников Роскомнадзора эта барская уверенность, что их фантазии – это истина в последней инстанции? И еще вопрос – чем вообще занимается эта контора?». По словам Слепцова, в последний год информагентство регулярно выпускало газету «Преступность и коррупция», снимало документальные фильмы, а также проводило кинофестивали и участвовало в конференциях. Слепцов добавил, что дожидается того, пока в Ворошиловский суд придет решение суда высшей инстанции. После этого он собирается подать заявление в Следственный комитет с требованием привлечь Роскомнадзор к суду по статьям «клевета» и «препятствование профессиональной деятельности журналистов». Гендиректор «Северного Кавказа» объяснил, что, приостановив работу агентства, ведомство нанесло ему ущерб в размере более 230 тысяч рублей.

НОЯБРЬ, 26
Сайт интернет-телеканала е2е4
Сайт интернет-телеканала е2е4 более недоступен для пользователей. Желающие ознакомиться с новостями этого телевизионного портала видят лишь сообщение об ошибке, которое выдает браузер. Пока что непонятно, полностью прекращено вещание телеканала или же это временный сбой. Напомним, телеканал е2е4 был продан владелицами Ольгой Чебыкиной и Екатериной Дегай владелице информагентства «Ура.ру» Оксане Пановой. Через непродолжительное время после продажи экс-владелицы е2е4 покинули интернет-телеканал, заявив, что «не сошлись творческими характерами». Наблюдатели связывают прекращение вещания е2е4 с отсутствием в «Ура.ру» команды, которая могла бы реализовывать проект. Известно, что в настоящее время Ольга Чебыкина и Екатерина Дегай планируют запуск нового интернет-проекта. Об этом девушки заявили на своих страницах в социальной сети.

НОЯБРЬ, 26
Автономное учреждение «Черногорск-информ»
В ФЗГ обратился коллектив Автономного учреждения «Черногорск-информ» (Республика Хакасия). В документе говорится: «Обращаемся к Вам по поводу ситуации, которая сложилась в нашей организации с момента назначения нового директора – С.А. Полищук. За эти несколько месяцев в коллективе была сознательно создана нездоровая атмосфера, в которой невозможно профессионально и творчески работать журналистскому коллективу. Регулярно вмешиваясь в работу главных редакторов, директор нарушает творческий процесс… На сегодняшний день учреждение уже потеряло несколько творческих специалистов и журналистов по личной инициативе Полищук. В их числе главный редактор газеты «Черногорск» Анна Семенова, ведущая телепрограммы «5 вечеров» Любовь Скробан. Под угрозой увольнения находится главный редактор «Радио-МИР» и ведущий телепрограммы «5 вечеров» Иван Тинников, главный редактор телепрограммы «5 вечеров» Елена Аторкина, заместитель директора по техническим и юридическим вопросам Григорий Медведский… Возможным решением проблемы станет изменение отношения директора к сотрудникам коллектива «Черногорск-Информ» и прекращение превышения служебных полномочий, в противном случае…если городские власти не заменят нам директора, коллектив АУ «Черногорск-Информ» будет вынужден уволится из организации в знак протеста против кадровой и административной политики руководства».

НОЯБРЬ, 27
Сергей Резник
Третье уголовное дело за четыре месяца возбуждено в отношении ростовского блогера и журналиста Сергея Резника. Как сказано в постановлении о возбуждении уголовного дела, оперуполномоченный полиции представил следствию материалы проверки. Из них следует, что журналист «публично оскорбил представителя власти – председателя Арбитражного суда Ростовской области Ольгу Соловьеву в связи с исполнением ею своих должностных обязанностей». Признаки преступления оперуполномоченный усмотрел в постах «Арбитражное самодурство продолжается» и «Из грязи в князи – из попы в ТОПы». Эти записи блогер разместил в своем ЖЖ весной 2012 года. По мнению полицейских, обе статьи содержат «выраженные в неприличной форме» высказывания оскорбительного характера. В следственном комитете данные сочли достаточными для возбуждения уголовного дела по статье 319 УК РФ. Сам блогер поставил под сомнение законность происходящего. «С каких пор надзором за соблюдением законности и защитой законных «прав и свобод представителей власти» в сети Интернет следит полиция. С каких пор полиция стала у нас надзорным органом?» – задается вопросом Сергей Резник, впрочем, предлагая компромиссный вариант. «По поводу утверждения из «попы в ТОПы» я готов прямо сейчас написать опровержение в виде отдельного поста под заголовком «Из ТОПов в попы»... Мои читатели ни на минуту не усомнятся, что с не меньшим успехом я опроверг бы и старинную русскую поговорку «из грязи в князи». Предлагаю заголовок «из князи в грязи» и я очень надеюсь, что Ольгу Александровну и ГУ МВД России по РО эти опровержения удовлетворят», – пишет Сергей Резник. Напомним, около недели назад на журналиста завели уголовное дело по статье 306 УК РФ («Заведомо ложный донос, соединенный с обвинением лица в тяжком преступлении»). Ранее, в конце августа, Сергей Резник стал фигурантом уголовного дела по статье «Коммерческий подкуп» (см. монитор за август 2012 года). «Обратите внимание, насколько все они боятся нашего слова. Боятся свободного выражения наших мнений. Боятся интернет-сообщества. Иначе никак не могу прокомментировать три уголовных дела, заведенных в отношении меня в течение четырех месяцев», – заявил в связи со сложившейся ситуацией

НОЯБРЬ, 27
Портал «Ри-онлайн.ru»
Портал «Ангушт.com»
В Ингушетии местными властями инициировано закрытие независимых интернет-порталов «Ри-онлайн.ru» и «Ангушт.com», освещающих разные сферы жизни населения республики. На сайте прокуратуры республики 27 ноября опубликована статья, в которой сообщается, что еще 9 ноября данные сайты признаны экстремистскими. Выдержка из пресс-релиза прокуратуры Республики Ингушетия : «В ходе мониторинга СМИ прокуратурой республики на сайте с адресом «РИ-онлайн.ру» и «Ангушт.ком» неоднократно выявлялись информационные материалы, в текстах которых имеются признаки экстремизма… Прокуратура РИ обратилась с заявлением в суд о признании данных публикаций экстремистскими. Решением Магасского районного суда статьи признаны экстремистскими». В Ингушетии только несколько независимых сайтов освещают истинное положение дел в республике. Власть пытается «закрутить гайки» в Интернете, который является для простых ингушей единственным источником свободной информации.

НОЯБРЬ, 29
НТВ
В Москве сотрудников нескольких телешоу канала НТВ эвакуировали из-за звонка о заложенной в здании бомбы. Об этом сообщил представитель столичных правоохранительных органов. «Всех сотрудников «Ты не поверишь», «Говорим и показываем» и других программ НТВ в здании неподалеку от киностудии имени Горького эвакуировали», – рассказал журналистам страж порядка. В данный момент помещения телестудии осматривает кинолог с собакой. Людей отвели на безопасное расстояние от здания.

НОЯБРЬ, 29
СМИ Карелии
Депутаты парламента Карелии решили идти своим информационным путём. Обычное дело, когда интересы парламентских фракций сталкиваются между собой, но на этот раз на сессии Законодательного собрания Карелии возникло своего рода «водяное перемирие». Обсуждался вопрос о выделении бюджетных средств на информационную политику органов государственной власти. Правительство республики, готовившее проект бюджета на 2013 год, предусмотрело выделение 83 626 000 рублей, которые делились между телевидением и газетно-издательской деятельностью. Против чего у депутатов не было возражений, но было существенное уточнение: они пожелали часть средств, а именно 10 миллионов, целевым порядком направить на информационные нужды самого парламента. Дело в том, что в сложившейся практике бюджетными деньгами пользовалась по своему усмотрению республиканская исполнительная власть, где далеко не всегда находилось место депутатскому корпусу. И если при прежнем составе Законодательного собрания, в котором преобладали «единороссы», такая ситуация воспринималась как должная, то изменение партийного состава Заксобрания (нынче у фракции «Единая Россия» из 50 мандатов лишь 19) породило дискуссию на тему: почему бюджетными деньгами, выделяемыми депутатами на СМИ, единолично распоряжается правительство республики? Причём члены фракции «ЕР» в этой ситуации присоединились к парламентскому большинству. Так и появилась депутатская инициатива отщипнуть часть денег. На самом деле никто никуда эти деньги не забирает, они как были предназначены для СМИ, так и остаются. Изменится лишь форма отчётности редакций за их использование, в том смысле, что на эту сумму (на 10 миллионов) нужно будет произвести информационный продукт, прямо касающийся законодателей. Технико-экономическая сторона вопроса ещё не проработана до конца, но на сессии прозвучало, что между Законодательным собранием РК и редакциями будут заключаться договора с указанием вида и объёма работ. Одну часть денег (пять миллионов) распределять станут на нужды парламента в целом, другой половиной распорядятся партийные фракции. Поправка в бюджет республики уже внесена и проголосована. Между прочим, из выступлений депутатов на сессии стало ясно, что это лишь первый шаг, потому как речь заходит уже о равном доступе к «информационным деньгам». Прозвучало, в том числе, и предложение создать на республиканском телевидении передачу «Парламентский час», что вызвало одобрение. В общем, администрации губернатора придётся потесниться.

НОЯБРЬ, 29
Игорь Рабинер
Увольнение известного журналиста Игоря Рабинера из газеты «Спорт-Экспресс» было признано незаконным. «Сегодня Замоскворецкий суд Москвы удовлетворил мой иск к ЗАО «Спорт-Экспресс» и признал мое увольнение необоснованным и незаконным, – рассказал Рабинер в твиттере. – Спасибо за блестящую работу моему адвокату Анне Соколенко, за честность – свидетелям Льву Россошику, Александру Мартанову и Петру Шекшееву. Благодарю также суд … за объективность, дотошность и стремление по-настоящему во всем разобраться». И. Рабинер был уволен летом текущего года (см. монитор за июль 2012 года).

НОЯБРЬ, 29
Портал «СудебныеРешения.РФ»
Арбитражный суд в последней инстанции отменил предписание Роскомнадзора, обязывающее редакцию портала «СудебныеРешения.РФ» прекратить «обработку персональных данных» гражданина Эдуарда Самашка и удалить его фамилию из картотеки судебных дел, размещенной на страницах портала. О том, что решение вступило в законную силу Лениздат.ру сообщил руководитель СМИ Павел Нетупский. Первое заседание о законности требований Роскомнадзора состоялось ещё 7 августа. Тогда представитель Роскомнадзора заявила, что в соответствие с законом «О персональных данных» СМИ не вправе, не получив письменного согласия, писать о лице, если его можно идентифицировать. Тем не менее, вне судебных заседаний Павел Нетупский получил официальный ответ от федеральной службы Роскомнадзора, в котором ведомство признало, что СМИ не являются общедоступными источниками персональных данных, а потому требования об удалении информации на них не распространяются. Также «СудебныеРешения.РФ» добились, чтобы на официальном сайте арбитражного суда была восстановлена фамилия Самашки, который ранее потребовал ее удалить. Параллельно идет суд, в котором Эдуард Самашка требует от интернет-ресурса удалить его персональные данные и личную переписку с «СудебныеРешения.РФ». Первое слушание по делу прошло в Смольнинском районном суде ещё 2 августа, дата следующего заседания до сих пор неизвестна. Напомним, что конфликт Эдуарда Самашка с порталом «СудебныеРешения.РФ» тянется с 2011 года. На сайте Санкт-Петербургского городского суда была опубликована информация о том, что Самашка покалечил другого человека, а затем отказался возмещать нанесенный ущерб. Также на сайте суда можно было обнаружить информацию об участии Самашка в банкротном деле строительной компании «Импульс». Руководствуясь законом «О персональных данных», Самашка потребовал у представителей Горсуда удалить с сайта ведомства информацию об итогах процесса. Суд на это пошел, но портал «СудебныеРешения.РФ» успел перепечатать все данные по этому делу. Эдуард Самашка потребовал от журналистов информагентства удалить свою фамилию. Издание отказалось. Тогда Самашка написал жалобу в Роскомнадзор, настаивая на удалении всех упоминаний о себе с сайта «СудебныеРешения.РФ». Роскомнадзор направил изданию предписание с требованием «прекратить обработку персональных данных». Предписание было оспорено в арбитражном суде (см. монитор за сентябрь 2012 года).

НОЯБРЬ, 29
СМИ Карелии
В духе со временем правительство Карелии организовало видеотрансляцию своих заседаний. Буквально на днях первый сеанс могли наблюдать все желающие. Члены правительства обсуждали итоги финансовой деятельности республики за 9 месяцев текущего года, и так счастливо совпало, что показатели, озвученные министром финансов Карелии И. Усыниным, были весьма пристойные, отчасти даже сенсационные, потому как заявлено было о наличии профицита бюджета. Что само по себе невероятно, потому что республиканский бюджет уже многие десятилетия дефицитный, и ничто не предвещало счастливых перемен. Правда, министр, не дожидаясь вопросов, благоразумно оговорился, мол, вызвана такая ситуация отнюдь не заработавшей экономикой, а только плохой финансовой дисциплиной. Федеральные деньги, поступившие на счета республиканского бюджета в рамках различных программ, не были вовремя использованы министерствами и комитетами. Вот огромная сумма и накопилась, исказив финансовую правду. На самом же деле все бюджетные показатели исполнены за девять месяцев хуже, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, резко снизилась собираемость налога на прибыль с предприятий республики, и даже чуть подросшие показатели налога с доходов физических лиц не радуют, потому как по сравнению с ожиданиями и они ниже (задание исполнено на 67%). Одной из причин сокращения сборов по НДФЛ была названа практика выплаты зарплат в конвертах, речь шла о так называемой «серой» оплате труда, позволяющей руководителям предприятий «минимизировать» налоговые отчисления в бюджет. Всё происходящее можно было видеть и слышать в сети Интернет. Однако когда на трибуне появился руководитель управления Федеральной налоговой службы по Карелии В. Масалкин и, обращаясь в зал, где сидели руководители предприятий, заявил, что среди присутствующих есть такие, которые уклоняется от уплаты налогов, и будто бы даже хотел назвать их фамилии, сеанс интернет-связи неожиданно прекратился. Не присутствующие лично в зале заседания так и не узнали, назвал ли главный налоговик республики какие-то фамилии налоговых уклонистов, или нет. Как нам сообщили в администрации главы Карелии, никто никого не цензурировал, просто так случайно технически неловко вышло. Обещано впредь тщательнее готовиться к видеотрансляции.

НОЯБРЬ, 29
Оксана Труфанова
В Челябинске неизвестные люди пытались ворваться в квартиру журналиста «Русского вердикта», координатора проекта Gulagu.net Оксаны Труфановой, сообщает она в Facebook. Труфанова пострадала во время акции протеста родственников заключенных у ИК №6 города Копейска – на нее напал полицейский. «SOS! В течение часа ко мне в дверь ломятся неизвестные люди. Говорят, что из прокуратуры Челябинской области, сильно стучат в двери, звонят в звонок! Сначала сказали, что они из полиции, потом, что из прокуратуры. Один из них представляться вообще отказался и ушел, другой сказал, что его зовут Давыдов Александр и он работает на общественных началах», – пишет Труфанова. Позднее Труфановой позвонил прокурор отдела по надзору за соблюдением федеральных законов областной прокуратуры Максим Грачев. «Он требовал, чтобы я открыла дверь, подтвердил, что это именно сотрудники полиции, но повестка от него. Грозит, что меня доставят в прокуратуру принудительно, – сообщает Труфанова. Я все равно не открываю, так как дала уже объяснения позавчера, когда меня приглашал прокурор Мамаев».

НОЯБРЬ, 29
Газета «Воронежский курьер»
Воронежский областной суд 29 ноября отказал в удовлетворении апелляционной жалобы заместителю руководителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора Юрию Бавыкину. Чиновник пытался опротестовать решение Ленинского районного суда, который не удовлетворил в сентябре его иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете «Воронежский курьер». Истец требовал опровержения и компенсации морального вреда в размере 1 млн рублей за публикацию о коррупции в его ведомстве. Однако представителям ответчика удалось предоставить свидетелей, которые подтвердили сведения, изложенные в опубликованном тексте, и Юрию Бавыкину было полностью отказано в удовлетворении исковых требований (см. монитор за апрель, сентябрь 2012 года). Воронежский областной суд подтвердил решение первой судебной инстанции. Интересы ответчика представляла юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

НОЯБРЬ, 29
«Ура.Ру»
Редакция екатеринбургского информагентства "Ура.ру" объявила о прекращении работы. Сообщение об этом появилось на сайте агентства. «Вот все и закончилось», – говорится в тексте. – Сегодня мы передали ключи доступа от сайта основному владельцу ООО «Ура.Ру» – представителям австрийской компании BF TEN Holding GmbH». Конфликт вокруг «Ура.ру» развивается с сентября 2012 года. За это время в отношении сотрудников редакции были заведены четыре уголовных дела о мошенничестве и вымогательстве, в помещениях агентства прошли обыски. В частности, Аксану Панову обвиняют в том, что она совершила обманную сделку по продаже акций «Ура.ру» компании BF TEN Holding. Сама Панова неоднократно заявляла, что уголовные дела в отношении агентства возбуждались по инициативе местных властей, недовольных критическими публикациями «Ура.ру» (см. монитор за август-октябрь 2012 года). Предполагается, что после отставки Пановой новый коллектив возглавит ее бывший заместитель Михаил Вьюгин. «Это единственный человек из 30 сотрудников агентства, который по личным причинам принял решение остаться», – говорится в сообщении редакции. Между тем, ранее 29 ноября Вьюгин объявил, что увольняется из агентства из-за разногласий с шеф-редактором. По его словам, никакой войны вокруг агентства нет, и конфликт является «корпоративным». Старая редакция во главе с Аксаной Пановой намеревается на следующей неделе запустить новый проект – интернет-газету «Znak.Com».

НОЯБРЬ, 29
Газета «Сахалинский моряк»
В Холмске (Сахалинская область) неизвестные скупили тираж газеты «Сахалинский моряк». Читатели, приобретавшие газету в розницу, были неприятно удивлены, когда 29 ноября не нашли свежий, 47-й номер в магазинах и киосках города. Не появился он и в последующие дни. Работники торговли говорили, что некие неизвестные лица скупили у них «СМ» оптом. Можно только предположить, что же именно в номере пришлось не по душе скупщикам. Политические дебаты, развернувшиеся на страницах «Сахалинского моряка» между представителями партий «Единая Россия» и КПРФ? Или большая нелицеприятная статья об условиях проживания и содержания детей в приюте Центра медико-социальной реабилитации «Чайка» в селе Пионеры? Как бы то ни было, но в наше время, время Интернета, уничтожать тиражи печатных изданий бессмысленно. Волонтеры-холмчане, шествующие над приютом (их впечатления о содержании детей и были положены в основу публикации), выложили исчезнувший номер газеты на сайте «Одноклассников». «Сахалинский моряк» – еженедельная газета для всех и каждого. Издается с 1948 года. Выходит 2 раза в неделю. Учредитель – коллектив открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство».

НОЯБРЬ, 30
СМИ Свердловской области
Пленум правления Свердловского творческого союза журналистов, собранный 30 ноября в редакции «Областной газеты», без неожиданностей принял процедуру избрания делегатов очередного, десятого, съезда Союза журналистов России. Естественно, приняв во внимание, что данное событие произойдет на отчетно-выборной конференции регионального Союза, назначенной на 15 февраля 2013 года. Собственно, эта будущая конференция уже стала предметом внимания местного медиа-сообщества, дабы возглавлявший областную организацию на протяжении 10 лет Дмитрий Полянин заявил о своем непременном уходе. Буквально в сразу началась борьба за пост председателя! На паре сайтов уже появилась информация, что советник губернатора Вадим Дубичев ненавязчиво обозначил кандидатуру – это Александр Левин, пресс-секретарь бывшего губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя. Вариант? Наверное, да. Если бы только Александр Юрьевич почти за полтора десятилетия пребывания в помощниках у первого лица области хоть каким-нибудь действием обозначил поддержку Союза… В том числе после многочисленных встреч с председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым, после которых не раз звучали обещания открыть в Екатеринбурге «Дом журналистов». Но воз, как говорится, и ныне там. Сейчас Александр Левин на пенсии, но, чтобы остаться в общественном пространстве – стал вице-президентом футбольного клуба «Урал». Слава Богу, многомиллионные субсидии из областного бюджета помогли – «Урал» на грани попадания в премьер-лигу на радость своим болельщикам. Но, честно говоря, думаю, что Александр Юрьевич не захочет становиться лидером свердловских журналистов. Ему это не надо. Вопрос в другом – а кому надо?

НОЯБРЬ, 30
Издательство «Периодика»
Председатель «Карельского конгресса» Анатолий Григорьев в своем обращении к участникам Международного форума, посвященного 20-летию Первого Всемирного конгресса финно-угорских народов, сообщил, в частности, о том, что «в Карелии решили «преобразовать» издательство «Периодика». Это национальное издательство, где выпускают газеты, журналы, книги, другую печатную продукцию на прибалтийско-финских языках. В правительстве Карелии решили сократить штат сотрудников издательства «Периодика», сэкономить деньги и объединить «Периодику» с русскоязычными средствами массовой информации в единый холдинг. При этом решили выселить «Периодику» из здания в центре города, в котором она размещалась не один десяток лет». Такие действия чиновников вызвали протест, несогласие только журналистов и сотрудников «Периодики».

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни