Результаты мониторинга
9 Октября 2012 года

Результаты мониторинга ФЗГ – сентябрь 2012

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов – 9 (Магомед Ханмагомедов, журналист газеты «Площадь свободы», Дагестан; Андрей Новичков, корреспондент Граней.Ру, Москва; Геннадий Григорьев, журналист Интернет-журнала «Дзержинск» - в Нижнем Новгороде; Александр Назаров, журналист телеканала «Россия-2», Москва; Александра Михеева, журналистка телеканала «Рифей», Пермь; Василий Максимов, фотокорреспондент агентства France Presse, Москва; Диего Вергас, испанский фотограф и журналист, в Санкт-Петербурге; Полина Жеребцова, независимый журналист, Москва, - в январе 2012 года; Алина Мотыченко, корреспондент газеты «Вечерняя Москва», Москва).

Нападения на редакции, телецентры – ().

Попытки цензуры – 3 (телеканал «ТВ Центр», Москва; радио «Маяк», Удмуртия; телеканал «Культура», Москва).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 3 (Валерий Чеконов, редактор газеты «Амаду Алтай», Республика Алтай; Иван Мосеев, бывший редактор газеты «Бизнес-класс Архангельск»; Руслан Макаров, корреспондент газеты «Листок», Республика Алтай).

Увольнение редактора, журналиста – 2 (Маша Гессен, главный редактор журнала «Вокруг света», Москва; Елена Малишевская, генеральный директор телеканала «Сампо», Карелия).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 14 (Александр Зимбовский, независимый журналист – в Свердловской области; съемочная группа телеканала «Москва-24», Москва; Леонид Ковязин, внештатный корреспондент газеты «Вятский наблюдатель», Киров; Дженни Курпен, независимый журналист, Москва – в мае 2012 года; съемочная группа НТВ, Волгоград; Андрей Новичков, корреспондент Граней.Ру, Москва; Юлия Шульга, корреспондента «Ридуса», Москва; Маргарита Башилова, журналист информационного портала 39.Ru , Калининград; София Ежова, сотрудник рязанского отделения «Новой газеты» и внештатный журналист портала «Каспаров.ру», Рязань; Ольга Романова, журналистка «Новой газеты», - во Владимирской области; Руслан Макаров, корреспондент газеты «Листок», Республика Алтай; Фуруяма Мутинори, журналист одной из японских газет, в Хабаровском крае; Наталья Попова, бухгалтер информагентства URA.Ru, Екатеринбург; Стас Калиниченко, блогер, Кемерово).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 5 на сумму 2 325 000 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 8, удовлетворено – 5

взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 235 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 21

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 3 (Иван Мосеев, бывший редактор газеты «Бизнес-класс Архангельск»; Андрей Трофимов, главный редактор «Альтернативной газеты», Московская область; Полина Жеребцова, независимый журналист, Москва).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 1 (газета «Известия Калмыкии», Элиста).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 2 (газета «Известия Калмыкии», Элиста; «Областная газета», в Свердловской области).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (радио «Маяк», Удмуртия).

Прекращение выхода СМИ – 1 (газета «Знамя труда», Калужская область).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Вечорка», Забайкальский край).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 1 (интернет-издание «РБИНФОРМ», Уфа).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ().

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 6 (фотокамера Дженни Курпен, независимого журналиста, Москва – в мае 2012 года; фотокамера Александра Зимбовского, независимого журналиста – в Свердловской области; компьютер газеты «Абдулинские просторы», Оренбургская область; компьютер Руслана Макарова, корреспондента газеты «Листок», Республика Алтай; фотокамера Диего Вергаса, испанского фотографа и журналиста, в Санкт-Петербурге; компьютер главного редактора сайта URA.Ru Аксаны Пановой, Екатеринбург).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 31

СЕНТЯБРЬ, 1
Магомед Ханмагомедов
Утром в Дагестане совершено нападение на журналиста газеты «Площадь свободы» Магомеда Ханмагомедова. Выйдя из дома в городе Дагестанские Огни, он направлялся в редакцию, находящуюся в Дербенте. Когда журналист подходил к федеральной трассе, чтобы сесть в маршрутку, дорогу ему преградила серая «Лада» с затемненными стеклами без номеров. Из автомобиля выскочили трое в масках и набросились на М. Ханмагомедова. Журналист попытался убежать и закричал, чтобы привлечь внимание людей. Один из нападавших догнал его и ударил кулаком в затылок, после чего Магомед упал. В это время из ближайших домов выбежали люди, поле чего нападавшие были вынуждены отступить - они запрыгнули в машину и уехали. По словам М. Ханмагомедова, он уже видел этот автомобиль возле своего дома, но не придал этому значения. Он написал заявление в полицию, однако не рассчитывает на успех расследования. М. Ханмагомедов считает, что нападение, скорее всего, связано с его профессиональной деятельностью, а нападавшие, возможно, связаны с администрацией Дербента. «На сегодняшний день вышел второй номер газеты «Площадь свободы». Мы пишем о том, в каком состоянии находится Дербент. Город деградирует, нет нормальных дорог, система ЖКХ, можно сказать, не функционирует, транспортные вопросы не решены. Об этом мы и пишем. И, конечно, это не нравиться администрации города», - цитирует журналиста «Кавказский узел».

СЕНТЯБРЬ, 1
Газета «ЧетвергЪ»
В ФЗГ обратилась редакция газета «ЧетвергЪ» (Оренбургская область). В письме говорится: «Есть в Медногорске глава администрации А. А. Губанов. А еще в этом же Медногорске есть газета «ЧетвергЪ», которую делаем мы с партнерами. Нормальная такая газета. Популярная. Однажды эта наша газета опубликовала письмо жителей города, возмущенных отвратительной работой городских автобусов. Письмо это мы опубликовали, а заодно отправили Губанову А. А. журналистский запрос, целью которого было прояснение ситуации вокруг этого важного вопроса. Вот что ответил нам представитель медногорской номенклатуры: «В ответ на Ваш журналистский запрос №3 администрация города Медногорска сообщает, что по всем вопросам, в части, касающейся улучшения качества пассажирских перевозок, а также со своими предложениями граждане могут обращаться в администрацию города Медногорска. Комментировать какие-либо публикации в неофициальных источниках администрация города не намерена. Убедительная просьба не направлять в адрес администрации подобные издания, дабы не загромождать входящую почту. В случае дальнейшего обращения в администрацию города рекомендуем Вам прикладывать к своему письму копию обращения гражданина для того, чтобы отсутствовала возможность искажения сути вопроса, изложенного в письме. Глава администрации А. А. Губанов». Губанов проговорился. Проблемы горожан, как выяснилось, «загромождают входящую почту»… Как можно объяснить поведение чиновника, демонстративно нарушившего не только несколько федеральных законов, но и простые правила приличия?

СЕНТЯБРЬ, 1
СМИ Челябинской области
Должностные лица из совета судей Челябинской области своим постановлением №55 «Об оценке ситуации в связи с освещением работы судов области в июле-августе 2012 года в средствах массовой информации» пошли на создание действительно опасного прецедента. При этом члены совета судей еще и превысили свою профессиональную компетенцию и вступили в явное противоречие с Конституцией России. Так, пожалуй, можно охарактеризовать объявленное в постановлении №55 неприкрытое вторжение представителей судебной власти региона в информационную политику и деятельность конкретных средств массовой информации Южного Урала. Как указано в этом действительно очень необычном постановлении, «согласно мониторинга, проведенного пресс-службой областного суда, в период с 10 июля по 16 августа 2012 года на официальных информационных ресурсах в Интернете (в том числе сайте Губернатора области, блоге Уполномоченного по правам человека в Челябинской области), а также в средствах массовой информации, в том числе на трех телеканалах, вышло более 40 материалов, критикующих работу областного суда». Не привыкшие еще к подобной жесткой критике своей профессиональной деятельности судьи тут же взяли и заявили, что следует «признать проанализированные выступления в СМИ и Интернете о неправомерных действиях председателя Челябинского областного суда Вяткина Ф.М. и других судей Челябинской области в части оценки законности, принимаемых судебных решений, действиями, направленными против проводимой в Российской Федерации судебной реформы, попыткой оказать давление на судейское сообщество и умалением и авторитета судебной власти».

СЕНТЯБРЬ, 2
Александр Зимбовский
В Краснотурьинске (Свердловская область) задержан журналист Александр Зимбовский, приехавший из Москвы освещать митинги протеста против закрытия градообразующего предприятия - Богословского алюминиевого завода, принадлежащего РУСАЛу. После первого профсоюзного митинга, на котором рабочие потребовали национализировать БАЗ и принять меры для предотвращения сворачивания производства – иначе будет объявлена голодовка, должен был начаться второй, организованный Комитетом по спасению БАЗа. Именно в начале этого митинга около 11.20 поступило сообщение от А. Зимбовского, что полиция пытается его задержать. «Меня отсекают от митинга», - были его последние слова перед задержанием. В ОВД Краснотурьинска объяснили, что А. Зимбовский задержан за сопротивление полиции. Позднее журналист вышел на связь. Он пояснил, что никакого сопротивления полиции с его стороны не было, а на него заводят дело за распространения спецвыпуска газеты «Рабочая демократия» с агитацией за «Антикап» и Форум Левых Сил. Местная полиция нашла в этом выпуски признаки экстремизма. Такое «непостоянство» полиции свидетельствует о том, что веских причин для задержания не было. На следующий день задержанный журналист был оштрафован судом на 500 рублей «за неповиновение полиции» и отпущен, оджнако его фотоаппарат остался в полицейском участке - правоохранители хотят проверить все сделанные за год фотографии, включая стертые.

СЕНТЯБРЬ, 2
СМИ Омской области
Омские власти продолжают идти на сближение с населением. Как сообщалось в прошлых выпусках дайджеста ФЗГ, новый глава области Виктор Назаров, вступивший в должность с 30 мая с.г., первым делом распорядился убрать шлагбаумы с облправительства и муниципальных администраций. Народ теперь может проходить туда без труда и нашему брату-журналисту, чтобы встретиться, например, с губернатором, не требуется специальных аккредитаций – на пресс-конференции с ним вход свободный для сотрудников всех здешних СМИ независимо от их статуса и политической ориентации. Чтобы облегчить прессе доступ к информации, правительство области открыло на днях «горячую линию для журналистов», где можно получить от чиновников любого ведомства оперативные комментарии по поводу любых событий, происходящих на территории Омского региона. Единый телефонный номер для журналистских запросов работает всю неделю без выходных. Их принимает дежурный специалист Главного управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, который, связываясь с чиновниками министерств и главков, в короткий срок выясняет интересующую представителей СМИ информацию. Таким образом, журналистам для ее получения нет надобности, как прежде, подавать официальный запрос в то или иное подразделение облправительсва, и ждать ответа, как минимум, неделю, а иногда и две-три. Как сказано на главном сайте области «Омская губерния» «порядок взаимодействия со СМИ изменен с учетом их пожеланий и в соответствии с принципом открытости власти… Цель - оперативное предоставление запрашиваемой информации, если ее распространение не противоречит действующему законодательству РФ».

СЕНТЯБРЬ, 3
Александр Скрыльников
В центре Москвы у кинотеатра «Художественный» задержаны четверо участников флешмоба в поддержку девушек, приговоренных к двум годам заключения по делу панк-группы Pussy Riot. При этом правоохранители пытались заставить корреспондента Радио Свобода Александра Скрыльникова прекратить снимать, а сотрудник в штатском попробовал испортить съемку фотовспышкой телефона, направленной в объектив.

СЕНТЯБРЬ, 3
Все СМИ
В ФЗГ поступила информация, что в поселке Заборье Рязанской области состоялся Народный форум «Ковалев – наш Губернатор» под эгидой Общероссийского народного фронта. На мероприятии присутствовали высокопоставленные региональные чиновники, депутаты Рязанской областной, Рязанской городской и районных Дум, а также главы районов и сельских поселений. Что обсуждалось на форуме, громко названном народным, осталось загадкой для журналистов ряда федеральных изданий. Форум оказался закрытым. Вход был только по спискам, а само мероприятие называли частным. Присутствовавшие повсюду баннеры больше походили на предвыборную агитацию, а глав сельских поселений свозили на мероприятие на школьных автобусах.

СЕНТЯБРЬ, 3
Маша Гессен
Владелец издательского дома «Вокруг света» Сергей Васильев досрочно расторг контракт с главным редактором Машей Гессен из-за ее отказа освещать поездку президента Владимира Путина. «Контракт расторгнут из-за разногласий по поводу разделения полномочий между редакцией и дирекцией, - сообщила Гессен в интервью «Большому городу». - Суть этих разногласий состоит в том, что владелец попросил меня отправить корреспондента в экспедицию по спасению стерхов - это такие журавли. В ходе этой экспедиции президент России и глава попечительского совета Русского географического общества В. Путин должен выпустить стерхов на волю. Я отказалась, посчитав это вмешательством в работу редакции и нарушением закона о СМИ». По словам Гессен, она по телефону предупредила издателя, что профессиональный долг обяжет корреспондента отметить специфику экспедиций с участием Путина - достаточно вспомнить спасение тигров или поиски амфор. «Может оказаться, что деревья привязаны к пенькам», - добавила журналистка. При этом журнал «Вокруг света» под ее руководством собирался писать о стерхах - белых журавлях, внесенных в Красную книгу. «Я очень благодарна издательству «Вокруг света» за то, что мы договорились, что мы скажем правду о том, что произошло», - отметила Гессен в интервью Ленте.Ру. Сергей Васильев возглавляет группу компаний «Видео Интернешнл». В июле 2012 года «Вокруг света» стал официальным журналом Русского географического общества, попечительский совет которого возглавляет Путин. В апреле на заседании РГО Путин сообщил, что общество поддержит старейший научно-популярный журнал. Маша Гессен пришла в «Вокруг света» в январе 2012 года, сменив на должности руководителя издательского дома Сергея Пархоменко. Ранее Гессен работала заместителем главного редактора проекта «Сноб», осенью она оставила эту должность из-за конфликта с руководителем «Сноба» Владимиром Яковлевым.

СЕНТЯБРЬ, 3
Валерий Чеконов
В Республике Алтай направлено в суд дело редактора газеты «Амаду Алтай» Валерия Чеконова, обвиняемого в разжигании религиозной ненависти. По мнению правоохранительных органов, он публиковал статьи, в которых негативно отзывался о буддизме и его последователях, сообщает региональное управление СК РФ. Отмечается, что в 2011-12 годах Чеконов неоднократно размещал в газете «Амаду Алтай» материалы о превосходстве алтайской веры и неприемлемости распространения буддизма в Горном Алтае. В сообщении указано, что фигурант дела состоял членом религиозного объединения «Каракольская инициативная группа». Считается, что буддизм в Горном Алтае стал распространяться только в XVII веке. При советской власти его последователи преследовались, и религиозное возрождение началось только с распадом Советского Союза. Представители коренных алтайских народов придерживаются помимо буддизма, православия, шаманизма и бурханизма. К какой именно религии причисляют себя участники «Каракольской инициативной группы», не указывается.

СЕНТЯБРЬ, 3
«РБИНФОРМ»
В ФЗГ обратился блогер Азамат Галин, который сообщил: «В Республике Башкортостан со свободой слова дела обстоят не просто. Мое стремление писать открыто о действиях властей столкнулось с бесконечными DDoS-атаками на официально зарегистрированное издание «РБИНФОРМ». Заявление, написанное мною в МВД, результатов не принесло. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту DDoS - атаки, признавая факт атаки, отказывает в возбуждении дела по факту отсутствия состава преступления.

СЕНТЯБРЬ, 3
Газета «Хамилион»
В ФЗГ обратился главный редактор газеты «Хамилион» (Первоуральск, Свердловская область) Анатолий Гусев. Он сообщил, что глава городской администрации Юрий Переверзев отказал ему в ответе на два официальных запроса информации, сославшись на то, что в запросах не представлено доказательства того, что Анатолий Гусев – действительно главный редактор издания. Также главред сообщил, что ранее глава городской администрации дважды уже отказывал ему в предоставлении информации, в связи с чем после обращения журналиста в прокуратуру чиновнику было вынесено предупреждение.

СЕНТЯБРЬ, 3
Съемочная группа телеканала «Москва-24»
Съемочная группа телеканала «Москва-24» в компании с известным руфером Виталием Раскаловым была задержана вечером в здании гостиницы «Рэдиссон Ройал» (ранее – гостиница «Украина») за попытку проникновения на шпиль здания. На верхнем этаже гостиницы располагается ресторан с панорамным видом на столицу. Операторы и корреспонденты московского телеканала с помощью любителя экстремальных высот Раскалова и - что важно - с разрешения администрации гостиницы решили снять репортаж о Москве с высоты птичьего полета. По словам Раскалова, съемочная группа в сопровождении охраны гостиницы поднялась на верхний этаж и начала работу. Однако, спустя некоторое время, охрана потребовала прекратить съемку и пройти вниз. Уже внизу журналистов и руфера ограничили в праве передвижения и обвинили в попытке проникновения на шпиль сталинской высотки. Журналисты оказались запертыми в помещении и были вынуждены дожидаться приезда сотрудников оперативных служб.

СЕНТЯБРЬ, 4
Светлана Рейтер
В здании приемной Федеральной службы безопасности России на Кузнецком мосту в Москве прошел опрос журналиста Светланы Рейтер. Как сообщает правозащитная ассоциация «Агора», Рейтер опрашивали по факту публикации материала «Кавказские борзые» в журнале Esquire в августе прошлого года. Опрос проводил нижегородский оперативник ФСБ Игорь Савельев. Интересы Рейтер по инициативе «Агоры» представляет адвокат Дмитрий Динзе. В материале, подготовленном Рейтер для Esquire, председатель Комитета против пыток Игорь Каляпин рассказал об исчезновении людей, а также проанализировал причины отсутствия эффективного расследования этих преступлений.

СЕНТЯБРЬ, 4
Валерий Рюмин
Николай Кириллов
Суд прекратил дело в отношении экс-главного редактора газеты «Вечерняя Рязань». Дело в отношении учредителя газеты «Вечерняя Рязань» Валерия Рюмина и бывшего главного редактора этой же газеты Николая Кириллова прекращено. Об этом сообщили в пресс-службе Следственного управления Следственного комитета РФ по Рязанской области. Расследование в отношении учредителя газеты «Вечерняя Рязань» Валерия Рюмина и бывшего главного редактора этой же газеты Николая Кириллова было завершено в июне 2012 года. Рюмин и Кириллов обвинялись органами следствия в публичном оскорблении старшего следователя отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области Виталия Бочкарева (статья 319 УК РФ). Тогда же уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением было направлено в суд для рассмотрения по существу. По версии следствия, в 2010 году в одном из номеров газеты «Вечерняя Рязань» было опубликовано открытое обращение, адресованное следователю и содержащее бранные и вульгарные слова, с целью нанесения ему оскорбления в связи с профессиональной деятельностью (см. монитор за март, июнь 2010 года, январь, март 2011 года). Мировой судья по ходатайству подсудимых Рюмина и Кириллова прекратил уголовное дело в отношении них за истечением сроков давности уголовного преследования.

СЕНТЯБРЬ, 4
«Российская газета»
Дмитрий Раичев
Редакция «Российской газеты» оспаривает решение суда по делу о защите чести и достоинства депутата смоленского городского совета Сергея Петракова. В Смоленске 26 января 2012 года в собственной машине был задержал депутат местного городского совета, член партии «Единая Россия» Сергей Петраков. Водительского удостоверения у него при себе не было, проходить проверку на алкотестере он отказался. Зато предъявил депутатское удостоверение и потребовал его отпустить. Корреспондент «Российской газеты» по Смоленской области Дмитрий Раичев опубликовал в газете материал об инциденте. Публикация и стала причиной иска депутата. В качестве ответчиков по иску были названы автор текста, редакция газеты и УМВД России по Смоленску, на информацию которого дается ссылка в публикации. 19 июля Ленинский районный суд Смоленска частично удовлетворил иск депутата. «Российскую газету обязали опровергнуть слова из публикации: «Мировой судья признал депутата Смоленского городского Совета Сергея Петракова виновным в управлении автомобилем в нетрезвом виде»; «Народный избранник … козырял депутатским удостоверением, вел себя вызывающе, ругался». В своем решении суд ориентировался, в частности, на то, что состояние алкогольного опьянения депутата в момент задержания не было доказано. Суд также взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 20 тыс. рублей с редакции, 5 тыс. рублей с Дмитрия Раичева. Редакция «Российской газеты» посчитала судебное решение несправедливым и при поддержке Центра защиты прав СМИ направила в Смоленский областной суд апелляционную жалобу. Ответчик указывает, что депутат Петраков все же был арестован и привлечен к административной ответственности за управление транспортным средством без прав. Таким образом, сам истец допустил противоправный поступок, который характеризует его не с положительной стороны и, безусловно, влияет на оценку его чести и достоинства общественностью. Неточность в тексте, по мнению ответчика, была допущена, поскольку на пресс-конференции начальника УМВД по Смоленской области, генерал-майора полиции В. Морозова и в пресс-релизах УМВД по Смоленской области было указано, что истец находился за рулем «КИА» «с явными признаками алкогольного опьянения». Сама же заметка журналиста была опубликована до того, как суд вынес постановление о правонарушении депутата. Фразу «народный избранник … козырял депутатским удостоверением, вел себя вызывающе, ругался» редакция рассматривает как оценочную и не требующую опровержения. Ответчик подчеркивает, что в решении суда первой инстанции вообще не устанавливается факт причинения истцу нравственных и физических страданий, связанных с публикаций вышеуказанных фраз.

СЕНТЯБРЬ, 5
Юлия Башинова
Корреспондента сетевого издания «Грани.ру» Юлию Башинову вызвали в СК РФ, следователи интересуются деятельностью Комитета против пыток на Северном Кавказе. «По адресу моей регистрации пришли из СК. Спрашивают меня, хотят вызвать на допрос. В квартире моя маленькая племянница. Сказала, чтобы она дала мой номер. Интересно, зачем я потребовалась», - написала сама Башинова на своей страничке в Фейсбуке. Позднее журналистка сделала такую запись: «Кстати, уже известно, зачем я потребовалась - хотят допросить меня по запросу с Северного Кавказа относительно деятельности Игоря Каляпина и Комитета против пыток».

СЕНТЯБРЬ, 5
Дженни Курпен
В ФЗГ поступила информация, что полицейскому, разбившему журналистке фотоаппарат 6 мая, объявлен строгий выговор. К дисциплинарной ответственности привлечена сотрудница полиции, которая после майского «Марша миллионов» в автозаке сломала объектив фотокамеры задержанной журналистки Дженни Курпен. Ранее попросившая политического убежища на Украине девушка прислала в Межрегиональную правозащитную Ассоциацию «Агора» соответствующий ответ заместителя начальника Управления охраны общественного порядка Главного управления МВД России по Москве Владимира Позднова. «В ходе проведенной проверки сотрудник ЭКЦ «Экспертно-криминалистического центра» УВД по СЗАО ГУ МВД России по Москве за несоблюдение прав человека, ведущего к подрыву доверия граждан к органам внутренних дел, привлечен к дисциплинарной ответственности, объявлен «строгий выговор», – сообщил Дженни Курпен о результатах рассмотрения ее обращения Владимир Позднов. В день проведения «Марша миллионов» 6 мая Дженни Курпен была задержана на Тверской улице в Москве, где вела видеофиксацию массовых задержаний. Она попала в автозак, где уже находились несколько задержанных, включая журналиста Аркадия Бабченко, активистов Дрмития Смирнова, Надежду Низовкину, Татьяну Стецура. Когда автозак тронулся, удерживавшие Стецуру полицейские, как утверждает Дженни Курпен, «начали бить ее головой о поручень у двери». Курпен стала снимать незаконные действия на свою фотокамеру. «Сотрудница полиции в штатском, снимавшая нас на профессиональную видеокамеру, стала кричать, что я не имею права на съемку внутри автозака, и требовала выключить камеру, – рассказала Дженни Курпен. – Я отказалась, сказав, что я имею полное право фиксировать любые незаконные действия полиции и сообщать о них как представитель СМИ, и что мои профессиональные задачи это предполагают в первую очередь. Далее сотрудница попыталась вырвать у меня камеру из рук, но ничего не получилось. Тогда она просто схватила объектив моей камеры и сломала его». По словам Курпен, «на протяжении всего времени, пока мы ехали, сотрудница с камерой хамила задержанным, провоцировала агрессивные высказывания и действия и затем снимала это все на камеру». «Когда я спокойно ей сообщила, что о факте угроз, оскорблений и нанесения мне материального ущерба (сломанная камера) будет подано заявление в прокуратуру, у нее резко сменился тон с безразлично-хамского на истерический, – вспоминает Дженни Курпен. – Она занервничала и стала на меня орать. Стала угрожать мне уголовным делом, сказала, что в отделе к нашему прибытию уже будет лежать готовое заявление о том, что я ее обокрала, или что я участвовала в «массовых беспорядках на Болотной площади и нанесла ножевые ранения сотруднику ОМОН». Со мной в отделе общались уважительно и осторожно, несколько раз спрашивали, есть ли у меня претензии к сотрудникам отдела. После того, как мне были выданы копии протоколов и рапортов, мне внезапно сообщили, что меня сейчас поведут на беседу с сотрудником ФСБ». Всего, по словам Курпен, в тот вечер у нее состоялось две встречи с представителями ФСБ. Оба не представились, документы не показали, сообщив, что «не обязаны». Первый, как утверждает Курпен, заставил подписать ее заявление о том, что она отказывается сообщать какие-либо данные о себе, от дактилоскопирования и запрещает себя фотографировать. Девушка уточнила, в чем смысл этого документа, так как в нем уже сообщены все данные о ней, сдать отпечатки пальцев ей никто не предлагал, а скриншот страницы ее паспорта с фотографией уже есть. По словам Курпен, сотрудник спросил: «Хочешь выйти отсюда?». Девушка подписала. Другой мужчина, также назвавшийся сотрудником ФСБ, по словам Курпен, спросил ее, откуда вы узнали об акции 6 мая, почему оказались на Болотной площади, где и при каких обстоятельствах познакомились с теми, кого задержали вместе с вами, чем занимаетесь, охарактеризуйте свой привычный круг общения, каких взглядов придерживаетесь и в какой форме готовы их отстаивать. Дженни Курпен ответила, что она не была сегодня на Болотной площади. Ей сказали, что она свободна. Сама журналист планирует добиться установления личности наказанной сотрудницы полиции и принесения ею публичных извинений.

СЕНТЯБРЬ, 5
Леонид Ковязин
В Кирове следователями из Москвы задержан внештатный корреспондент газеты «Вятский наблюдатель» Леонид Ковязин. Его подозревают в причастности к массовым беспорядкам 6 мая на Болотной площади в Москве. О задержании Ковязина стало известно утром, когда в редакцию газеты «Вятский наблюдатель» пришли следователи из московского управления следственного комитета с целью осмотра помещения редакции. Ковязина поместили в СИЗО №1 города Кирова. Комитетом «За честные выборы» объявлен сбор средств на адвоката для задержанного. По словам активистки комитета Татьяны Ждановой, Ковязин на акции 6 мая в Москве в качестве журналиста. Его дважды задерживали на Болотной (см. монитор за март 2012 года), но после предъявления журналистского удостоверения отпускали, не предъявляя обвинений. Друзья Ковязина говорят, что он в течение нескольких лет занимается общественной деятельностью, является волонтером ассоциации «Голос». Уголовное дело о событиях 6 мая возбуждено по статьям 212 УК РФ («Массовые беспорядки») и 318 УК РФ («Применение насилия по отношению к представителям власти»). Всего в деле 16 обвиняемых и подозреваемых, из которых двое находятся под подпиской о невыезде, одна под домашним арестом. Потерпевшими признаны 53 сотрудника правоохранительных органов, допрошены более 1200 человек. По делу проходят обыски у лидеров и активистов оппозиции. Несмотря на многочисленные обращения в Генпрокуратуру и СКР по поводу полицейского насилия на Болотной в отношении мирных участников митинга, этим фактам не было дано правовой оценки.

СЕНТЯБРЬ, 5
Александр Артемьев
В Москве, в Следственном комитете России, допросили журналиста Газета.Ru Александра Артемьева в качестве свидетеля по делу о беспорядках 6 мая на «Марше миллионов». Допрос начался в 16.40 и завершился в 19.45. Об этом сообщает адвокат Фарит Муртазин, представляющий по инициативе Межрегиональной правозащитной Ассоциации «Агора» интересы журналиста. Муртазин успел сообщить, что допрос, в частности, касался ЛГБТ-активиста Алексея Киселева, который в настоящее время попросил политическое убежище в Испании. Следователя интересовало, как Артемьев брал у Киселева интервью. О подробностях допроса ни адвокат, ни сам журналист Артемьев сообщить не смогут, так как по окончании встречи следователь отобрал у них подписку о неразглашении. Сам Александр Артемьев на митинг и шествие 6 мая пошел по редакционному заданию для освещения этой акции. По его словам, после 9 вечера группу из 15-20 человек, включая самого Артемьева, стали оттеснять в сторону павильона метро «Новокузнецкая». «Сначала оттесняли шагом, затем буквально погнали по улице, так что люди сбивали рекламные афиши и выставленные при входе ресторанов мусорные корзины, - вспоминает Артемьев. - Через считанные секунды я услышал отданный по рации приказ «Брать всех!», в их число попал и я - никаких претензий со стороны полиции мне предъявлено не было. Мне заломили руки, буквально отнесли к автозаку, припаркованному чуть правее павильона «Новокузнецкой». При погрузке я почувствовал удар электрошоком» (см. монитор за май 2012 года).

СЕНТЯБРЬ, 6
Съемочная группа НТВ
Журналистов НТВ задержали в здании управления ветеринарии правительства Волгоградской области. Съемочная группа телеканала НТВ в составе журналиста и телеоператора была задержана полицейскими в здании управления ветеринарии правительства Волгоградской области. Как сообщили ИА «Высота 102» сотрудники органа исполнительной власти, попытка журналистов зайти в здание управления вместе с живым поросенком закончилась скандалом и последующим задержанием. Сотрудники телекомпании готовили в Волгограде сюжет о том, что происходит в Волгоградской области в связи с уничтожением свиней на частных подворьях в рамках мероприятий по борьбе с африканской чумой. Как пояснили ИА «Высота 102» в пресс-службе ГУ МВД по Волгоградской области, около 14-00 из здания управления ветеринарии поступил сигнал о том, что некие лица внесли живого поросенка и производят видеосъемку. На место выехала группа быстрого реагирования. Два лица, производивших съемку, были задержаны и доставлены в отдел полиции № 4 Центрального района Волгограда. Установлена личность корреспондента НТВ, он предъявил удостоверение на имя Андрея Суханова. У Суханова взято объяснение, однако он препятствует составлению протокола об административном правонарушении, подчеркнули в пресс-службе. Задержанный не предъявляет паспорт, не указывает свое место жительства. После составления протокола журналист был препровожден в мировой суд. Однако судья Ольга Колесник вынесла постановление, согласно которому журналисты не понесут наказания за то, что принесли поросенка в здание местного комитета по ветеринарии.

СЕНТЯБРЬ, 7
Елена Малишевская
Как подсказывает опыт прошлых лет, смена главы Республики Карелия автоматически влечёт за собой и смену руководителей медийных предприятий, контролируемых органами власти. Потому кадровые изменения в автономных учреждениях «Информационное агентство «Республика Карелия» и «Республиканский Телеканал «Сампо» были предсказуемы. По инициативе правительства расторгнут контракт с гендиректором телеканала «Сампо» Еленой Малишевской, которая два года назад с приходом предыдущего губернатора А. Нелидова также подвинула прежних руководителей телекомпании. Двухлетнее пребывание Е. Малишевской в должности гендиректора оказалось благотворным для телекомпании «Сампо». Обновился и помолодел возрастом коллектив редакции, появились интересные и качественно сделанные телепрограммы. Потому, когда слух о возможной отставке гендиректора материализовался в документ, журналисты решили заявить свою позицию, обратившись с открытым письмом к общественности. По редакциям СМИ было разослано письмо, авторы которого - трудовой коллектив РТК «Сампо» - в очень лестных словах отозвались о недавнем своём руководителе, перечислив достижения телекомпании при Е. Малишевской. В письме сообщалось, что прежний «телефилиал» пресс-службы правительства Карелии превратился в самостоятельную и динамично развивающуюся медиаструктуру. Причины увольнения недавнего гендиректора РТК «Сампо» по сей день остаются непонятными. Никаких официальных разъяснений сделано не было (даже после публикации открытого письма журналистов телекомпании и его яростного обсуждения в сети Интернет). Представители республиканской власти, курирующие СМИ, в частных разговорах намекают, что отставка Е. Малишевской вызвана финансовыми нарушениями, о которых будто бы будет сообщено позже. Однако никакой информации до сих пор нет. Впрочем, для журналистов, прежде всего РТК «Сампо», не является тайной, что в последние месяцы в телекомпании в самом деле начались перебои с выплатой зарплаты. Все грешили на недостаточное бюджетное финансирование, сейчас же будто выясняется, что проблема была в неверном управлении руководством телекомпании казенными средствами. Так оно или нет – достоверно не известно. Однако авторы упомянутого коллективного обращения в защиту уволенного гендиректора считают, что увольнение Е. Малишевской было «несправедливым и неадекватным, отвечающим интересам лишь определенного круга лиц из правительства Карелии и околоправительственных кругов». В ответ на столь серьёзное подозрение – полная тишина. Увольнение гендиректора автономного учреждения «Информационное агентство «Республика Карелия» Андрея Архипова тоже, надо полгать, не за горами. Причины этого, думается, также будут финансовыми.

СЕНТЯБРЬ, 7
Телеканал «ТВ Центр»
Французская певица Мирей Матье, участвовавшая в Москве в церемонии открытия фестиваля «Спасская башня», заявила, что ее выступление в эфире канала «ТВ Центр» было подвергнуто цензуре. У М. Матье, участвовавшей в церемонии открытия фестиваля, спросили, что она думает об акции Pussy Riot. Певица, по ее уверению, ответила: «Я думаю, что девушки не совсем осознавали, что они делают, поскольку церковь не место для демонстраций. Можно демонстрировать по-другому. Церковь - место для молитвы, и это святотатство». В выложенном в Интернет интервью слова француженки сопровождались текстом: «Мне кажется, они невменяемые, я осуждаю их действия. Церковь не место для подобных акций. Церковь всегда была и будет местом, куда люди приходят за светом, за очищением души. Это святое место, которое надо уважать, тем более русские церкви, в них чувствуется такая горячность и усердие». Мирей Матье также уверяет, что далее она сказала: «Но как женщина, артистка и христианка я прошу о прощении для этих трех молодых девушек». Представитель канала признал, что фраза действительно была произнесена, но вычищена из записи «молодой журналисткой», которая будет за это отстранена от эфира. Запись была найдена, идентифицирована и вскоре выйдет в полном виде. «В этом случае была досадная ошибка молодой начинающей журналистки нашего канала Александры Глотовой. Она по собственной инициативе при подготовке материала вырезала фразу из интервью и не сообщила об этом редактору, эту информацию скрыла. Официальные извинения мы уже принесли. Журналистка отстранена от эфира, ей объявлен строгий выговор», - сообщил директор по связям с общественностью и международным связям телеканала Александр Куренной.

СЕНТЯБРЬ, 7
ИА «СудебныеРешения.РФ»
Смольнинский районный суд Петербурга отказал в удовлетворении иска Эдуарда Самашка к ЗАО «Пик-Пресс». Предметом судебного разбирательства стал тот факт, что информационное агентство «СудебныеРешения.РФ», входящее в состав ЗАО, переопубликовало решение Горсуда в отношении гражданина. По версии истца, тем самым генеральный директор агентства Павел Нетупский разгласил персональные данные истца, а именно – его фамилию и инициалы. Конфликт с Эдуардом Самашкой начался еще в 2011 году. На сайте Городского суда было опубликовано судебное решение в отношении гражданина. Самашка покалечил человека в автомобильной аварии. После публикации решения судебной инстанции Самашка потребовал от Горсуда убрать его фамилию из документа ссылаясь на закон о защите персональных данных. По непонятным причинам судебное ведомство пошло гражданину навстречу. Так, вместо Эдуарда Самашка на сайте появился загадочный С. Э. Информационное агенство «СудебныеРешения.РФ» успело скопировать решение с полной фамилией ответчика. Эдуард Самашка потребовал от журналистов СМИ удалить свою фамилию. Издание отказалось. Очередное судебное заседание, разрешившее спор между Нетупским и Самашкой, наглядно продемонстрировало возможность разночтений российских законов. Пытаясь отстоять свое доброе имя, Эдуард Самашка опирался на закон «О персональных данных» и закон о деятельности судов, регламентирующих порядок публикации судебных решений. Оба нормативно-правовых акта, действительно, предусматривают засекречивание персональных данных, позволяющих идентифицировать лицо, правда, за исключением его фамилии и инициалов. Основным аргументом Эдуарда Самашка, требовавшего их удалить, являлась уникальность его ФИО. В подтверждение этому истцом была предоставлена справка из миграционной службы, свидетельствующая о том, что в Петербурге и Ленобласти, действительно, проживает лишь один Самашка Э.Р. А потому, по мнению истца, в обход закона в судебных решениях стоит обезличивать и его ФИО (из-за уникальности его легко идентифицировать). Что, собственно, и сделал Горсуд после соответствующего обращения Самашки, но не сделало ИА «СудебныеРешения.РФ». Однако судья Татьяна Матусяк заметила истцу: «если суды пошли вам на встречу, исключив фамилию - то это было сделано не по норме закона, а по снисходительности». После этого истец попытался оспорить правомерность распространения Нетупским его личной переписки с заместителем председателя Горсуда, где он просил удалить свои персональные данные с сайта судебного ведомства. Самашка сам отправил Нетупскому переписку. И был возмущен тем, что последний ее опубликовал. Видимо, гнев был столь велик, что не позволил Эдуарду принять доводы судьи о том, что «переписка с госорганами является не личной, а официальной». Разночтению подвергся и закон о гласности судопроизводства. Так, по мнению Самашки, «гласность процесса не позволяет публиковать услышанное». Полученную на суде информацию можно использовать только в личных и семейных целях», - заявил он на процессе. Впрочем, и здесь судья Матусяк его осадила: «Гласность судопроизводства подразумевает, что на заседании могут находиться любые лица и публиковать где угодно услышанные сведения». Наконец, уже под конец судебного заседания послышались обвинения в клевете. По словам Самашки, опубликованное сайтом «СудебныеРешения.РФ» решение мирового суда об административном правонарушении отменено. И, соответственно, не удалив первоначальное решение суда, Павел Нетупский клевещет на истца. Тем не менее, судья заявила: «Публикация Нетупским вынесенного решения соответствует действительности, а отсутствие публикации о его отмене - упущение, но не клевета». После чего отказала истцу в удовлетворении иска. Впрочем, не исключено, что Самашка подаст апелляцию на решение Смольнинского суда.

СЕНТЯБРЬ, 7
Все СМИ
На острове Русский в Приморье, где начал работу экономический саммит Азиатско-Тихоокеанского региона, после приезда Владимира Путина чиновники отказываются отвечать на вопросы журналистов – «не до интервью, первый приехал».

СЕНТЯБРЬ, 7
Влад Тупикин
В Москве в квартиру журналиста и участника общественного движения Влада Тупикина на протяжении трех часов ломились неизвестные в штатском. Как сообщил «Граням» Тупикин, дверь он им не открыл, так как неизвестные вели себя агрессивно. Они пытались расшатать дверь в общий холл, и настойчиво звонили. «Сначала это были двое в штатском, потом появился сотрудник полиции. Я видел человека в форменной фуражке», - сказал активист. С чем может быть связан визит, он затрудняется предположить, но не исключает, что это может иметь отношение к запланированному на 15 сентября «Маршу миллионов».

СЕНТЯБРЬ, 7
Солнечногорское телевидение
История о нападение на подмосковных журналистов завершилась выплатой компенсации в пользу Солнечногорского телевидения. «Это добрая воля наших, что мы взяли эти деньги и не стали заводить уголовное дело» - сообщил в интервью своей телекомпании гендиректор Роман Калинкин. При этом он пояснил, что деньги были приняты компанией, так как нужно покупать камеры, делать сюжеты, выходить в эфир. Телекомпания не имеет бюджетного финансирования и работает за счет самоокупаемости. По факту повреждения аппаратуры Солнечногорского ТВ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Как сообщает пресс-служба ОМВД России по Солнечногорскому району, ущерб для телекомпании признан незначительным. Оператор, пострадавший во время инцидента, забрал свое заявление об избиении. Напомним, что нападение на съемочную группу Солнечногорского телевидения совершенно 14 августа. Инцидент произошел в деревне Рекино-Кресты (Московская область). Съемочная группа снимала сюжет о застройке парка, высаженного местными жителями в память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Во время съемки к журналистам подъехал джип, из которого вышел агрессивный мужчина и начал угрожать съемочной группе. Во время конфликта нападавший разбил дорогостоящую телекамеру (см. монитор за август 2012 года).

СЕНТЯБРЬ, 8
СМИ Омской области
Правительство Омской области будет поощрять журналистов за борьбу с коррупцией, а общественникам даст право проверять обоснованность бюджетных затрат. На последнем заседании Комиссии по противодействию коррупции глава Омской области Виктор Назаров предложил учредить специальную премию для «журналистов, ведущих собственные расследования коррупционных схем и преступлений, а также судебную хронику». «Гражданская позиция представителей журналистского сообщества, считающих своим профессиональным долгом предотвращать нанесение ущерба обществу и государству, предавая гласности факты преступлений, заслуживает не только уважения, но и поощрения» - цитирует губернатора портал правительства области. Размер премии пока не определен, но дело не в нем, а в том, что до сих пор в Омском регионе такие направления в журналистике были не в чести: кто ими занимался, мог лишь «огрести» разные неприятности – судебные иски, нападения и т.д. А поощрения в основном давались за освещение деятельности региональных властей, в которой коррупции не было по определению. Сейчас облправительство мобилизует на борьбу с ней не только журналистов, но и общественных активистов. Как сообщает тот же портал, «губернатор дал поручение разработать предложение о единой электронной площадке, которая бы позволила выставлять на обсуждение общественности нормативные акты и решения, связанные с любыми расходами бюджета, сумма которых превышает 10 млн. руб., а также с продажей активов». Начальник Главного управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Андрей Ткачук надеется, что такая открытость привлечет «добровольных общественных экспертов, которые помогут выявлять коррупционную составляющую, обусловленную либо необоснованно завышенными тратами, либо занижением реальной стоимости актива». При всей необычности такого подхода к расходованию бюджетных средств, он вполне отвечает тому, что было сказано Виктором Назаровым на его первой пресс-конференции: «Люди должны понимать, что управляют не ими, а управляют они».

СЕНТЯБРЬ, 8
Андрей Новичков
В московском ОВД «Тверское» избит корреспондент Граней.Ру Андрей Новичков, задержанный на акции «Балаклавинг». Как сообщил по телефону Новичков, замначальника ОВД подполковник Сергей Никитин душил его, бил по животу и ногам. Журналиста отпустили в 23:30, через четыре с лишним часа после задержания. Ему вернули флеш-карту с видеозаписью, изъятую полицейскими. Семерых участников «Балаклавинга» и Новичкова задержали около 19:15 у входа в Александровский сад. Активисты в цепях и балаклавах прошли от Арбатской площади по бульварам до Пушкинской, а затем до Манежной площади, где начали скандировать «Свободу политзаключенным!». Участников акции задерживали в жесткой форме.

СЕНТЯБРЬ, 10
Елена Милашина
В Москве закончено расследование по уголовного дела по факту нападения на журналистку «Новой газеты» и ее подругу. Об этом говорится в сообщении пресс-службы ГУ МВД России по Московской области. По информации следствия, в ночь на 5 апреля этого года двое неизвестных, применив «не опасное» насилие, похитили у Елены Милашиной и ее знакомой 15 тыс. рублей, а также ноутбук стоимостью 18 тыс. рублей, после чего с места совершения преступления скрылись (см. монитор за апрель 2012 года). По данному факту СУ МУ МВД России «Балашихинское» было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 161 УК РФ. 11 апреля это уголовное дело было изъято из производства СУ МУ МВД России «Балашихинское» и передано для дальнейшего расследования в ГСУ ГУ МВД России по Московской области. Двое подозреваемых в совершении преступления задержаны. Ими оказались молодые люди 32 и 27 лет. Им было предъявлено обвинение. Злоумышленники арестованы и находятся в СИЗО. После того как потерпевшие и обвиняемые будут ознакомлены с материалами уголовного дела, оно будет направлено в Балашихинский суд для рассмотрения по существу. Однако Е. Милашина утверждает, что задержаны невиновные. Полицейские сфабриковали доказательства против ранее судимых наркоманов Аверина и Хлебникова, считает Милашина. В подробном материале о ходе расследования этого уголовного дела Милашина обращает внимание на многочисленные нестыковки в версии следствия и наличие у обвиняемых алиби, подтвержденного данными операторов мобильной связи. Милашину и ее подругу, сотрудницу правозащитной организации Freedom House Эллу Карамянц избили и ограбили в подмосковной Балашихе двое мужчин в ночь на 5 апреля. Аверина и Хлебникова задержали 12 апреля, уже на следующий день с ними провели все основные следственные действия. При этом в материалах дела не сходится время допроса ключевого свидетеля и опознания им подозреваемого. Этим свидетелем стал мастер по ремонту сотовых телефонов Гасанов, которого Хлебников якобы просил подобрать пароль от украденного ноутбука. Подозреваемых опознала также свидетельница нападения Венера Темиргазиева. Журналистка полагает, что на Гасанова и Темиргазиеву было оказано давление. На опознание подозреваемых не вызвали Карамянц, которая составила подробное описание внешности нападавших. Карамянц уехала из России 14 апреля, о чем было известно следователю, пишет Милашина. Однако в материалах дела указано, что она покинула страну 13 апреля. Перед этим в течение недели следователи настойчиво требовали от Карамянц пароль к ее похищенному служебному компьютеру. «Главным фактом, полностью опровергающим итоги следствия, является, конечно же, внешность обвиняемых», - пишет Милашина. Аверин и Хлебников не имеют ничего общего с фотороботом, составленным со слов Карамянц. Она уверенно описывает обоих преступников как лиц кавказской наружности. «Нападавшие вели себя нагло, делали свое дело основательно и неспешно, не спугнули их даже случайные свидетели, - вспоминает Милашина. - На них не было масок, они позволили себя разглядеть и запомнить всем желающим». Следователь не счел нужным провести очные ставки между Хлебниковым и Авериным, отказал Милашиной в проведении очных ставок с обвиняемыми и не изъял сумку Карамянц с пятнами крови, возможно, принадлежавшей кому-то из нападавших. Обследование куртки Милашиной, в которой она была во время нападения, не выявило биологических следов. «Пуховик мне вернули таким же, каким я его отдавала на экспертизу: нетронутым химикатами, с теми же следами апрельской уличной грязи и клоками моих же волос, которые экспертиза не сочла биологическими следами», - пишет журналистка. В материалах следствия также неверно указана похищенная у Милашиной сумма денег - давая показания в полиции, она ошибочно указала сумму 15 тысяч рублей, впоследствии часть денег обнаружилась в ее рюкзаке. По версии следствия, Аверин и Хлебников сознались в похищении 15 тысяч. Милашина считает, что нападение связано с ее профессиональной деятельностью. «У меня были и остаются жесткие подозрения, за какие именно мои публикации меня хотели таким образом наказать. А может, не только наказать, но мне повезло - рядом со мной была Элла. И я прекрасно понимала: если права я - преступников не найдут никогда», - пишет Милашина.

СЕНТЯБРЬ, 10
Все СМИ
Предгорный районный суд Ставропольского края отказался сделать открытым процесс по делу Вячеслава Мерехи. Накануне суд не удовлетворил ходатайства потерпевшего о проведении судебных слушаний в открытом режиме. Суд мотивировал свое решение тем, что публичность процесса нарушит права обвиняемых экс-милиционеров. Первоначально закрытие процесса суд объяснял необходимостью защиты прав самого Мерехи. Потерпевший Вячеслав Мереха, ставший инвалидом в результате пыток в Предгорном ОВД в декабре 2010 года, обвиняет бывших участковых уполномоченных Сергея Петрова, Николая Кряжова, Вадима Ахмедова и Алексея Головачева в причинении тяжкого вреда здоровью. Ранее Предгорный районный суд, не утруждая себя выяснением мнения потерпевшего, объявил судебные заседания по делу закрытыми для прессы. Экс-милиционеры находятся под домашним арестом, им вменяется превышение должностных полномочий с применением насилия (статья 286 УК РФ) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ). На суде Вячеслав Мереха заявил: «Мне не хотелось бы, чтобы то, что произошло со мной, повторилось с кем-нибудь еще. Именно поэтому я принял решение просить суд провести открытые слушания». Адвокат Марина Дубровина, которая при поддержке Фонда «Общественный вердикт» представляет интересы Мерехи, комментирует решение суда: «Изначально никто не интересовался мнением Вячеслава. Суд принял решение отказать в ходатайстве на месте. При этом странно, что и прокурор поддержал решение суда. Нам было заявлено, что «задача процесса защищать и права подсудимых тоже». Кто же тогда будет защищать права потерпевшего?».

СЕНТЯБРЬ, 10
Газета «Наш голос»
В ФЗГ поступила информация о том, что в Ульяновской области проходит суд по делу о признании экстремистской статьи в защиту мордовского языка в газете «Наш голос». В случае если суд удовлетворит требования ФСБ и прокуратуры, автору, защитнику родного языка Василию Бокину грозит уголовное преследование за «оправдание терроризма» и «возбуждение межнациональной ненависти или вражды» по статье 280 УК РФ и статье 282 УК РФ. Автор - бывший старший преподаватель Инзенского филиала Ульяновского госуниверситета. Еще в июле 2009 года Бокин выпустил второй номер газеты «Наш голос», в котором, в частности, имелись две его статьи «Остановить геноцид» и «Геноцид мордовского народа продолжается!», посвященные проблемам обучения мордовскому языку. В статьях автор порой в весьма резкой форме высказывался в адрес мордовских учителей и родителей села Оськино, не обучающих детей родному языку. Не прошло и трех лет после публикации, как Бокин получил повестку из суда. В своем иске районная прокуратура просит признать статьи экстремистскими на основании того, что «часть информации и используемые для ее передачи языковые средства направлены на создание у читателя представления о том, что деятельность террористических организаций является формой борьбы за справедливость, за национальные права», а также в связи с тем, что «текст статьи использован автором для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок и негативных установок в отношении представителей русской и мордовской национальностей, а также исповедующих православное вероисповедание». Любой непредвзятый читатель текстов Бокина удивится таким выводам инзенских прокуроров. Трудно заподозрить в разжигании розни и унижении национального достоинства хоть русских, хоть мордвы автора, нарочито высказывающего уважение к русскому народу и пропагандирующего сохранение мордовского языка. Также трудно счесть оправданием терроризма утверждение о том, что недальновидная национальная политика, направленная на уничтожение языка, а таким образом, и этноса, на нем говорящего, способна породить насильственные формы сопротивления. Подобные утверждения, независимо от того, насколько верен содержащийся в них прогноз, - суждения о взаимосвязи явлений, на которые журналист имеет право. Странно требовать от автора отказаться от анализа социальных и культурных причин терроризма. При этом свою собственную позицию В. Бокин формулирует следующим образом: «Мы все должны четко осознавать, что любые формы вооруженного сопротивления (национально-освободительные революции, повстанческие движения, подпольные военно-политические организации, боевики-одиночки) являются самыми опасными и разрушительными для самого общества формами возмездия: государству за неэффективность или преступность государственной политики, а самому обществу за длительное примирение с несправедливостью».

СЕНТЯБРЬ, 11
Газета «Вести»
Обвиняемые в рейдерском захвате камчатской газеты «Вести» предстанут перед судом. Следователи завершили расследование уголовного дела в отношении мошенников, с помощью рейдерского захвата присвоивших газету Петропавловска-Камчатского «Вести», сообщила пресс-служба ГУ МВД России по Дальневосточному федеральному округу. «Рейдерский захват ООО «Вести» был осуществлен в 2004 году. Бывший генеральный директор издания вместе с группой злоумышленников подделали ряд регистрационных документов, которые позволили переоформить газету на другого собственника. После чего предприятие было продано известному камчатскому журналисту, ничего не подозревающему об умысле аферистов», - приводятся в сообщении слова старшего следователя по особо важным делам следственной части ГУ МВД России по ДФО Галины Сайгушкиной. Г. Сайгушкина подчеркнула, что цена сделки по ценам 2004 года составила $205 тыс. или 5,5 млн руб. По факту незаконного отчуждения предприятия третьим лицам законный владелец обратился в правоохранительные органы, и в 2006 году по решению камчатского арбитражного суда общество с ограниченной ответственностью было ему возвращено. «Следственным органам предстояло установить всех участников преступной схемы и способы совершения аферы. Для этих целей был проведен ряд следственных действий, специализированных экспертиз, в том числе, судебных и почерковедческих. В результате удалось установить ряд подозреваемых в совершении махинаций. Возраст мошенников от 40 до 54 лет. Среди них оказалась и женщина, бывший генеральный директор газеты, которую отстранили от должности. В отношении мошенников была избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы», - говорится в сообщении. Пресс-служба отмечает, что уголовное дело по статье 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере») в отношении четверых обвиняемых направлено в городской суд Петропавловска-Камчатского. Им грозит до 10 лет лишения свободы.

СЕНТЯБРЬ, 11
Газета «Городские новости»
В ФЗГ поступила информация, что Кировский районный суд Ярославля рассмотрел иск о защите чести и достоинства, предъявленный к газете «Городские вести» юристом Максимом Муравьевым, который посчитал, что от распространенных газетой 28 марта 2012 года порочащих его сведений пострадали его честь, достоинство и деловая репутация. Истец просил суд обязать ответчика опубликовать опровержение и взыскать с него в качестве компенсации морального вреда 924 000 рублей (см. монитор за июль 2012 года). Однако по итогам судебного заседания принято решение компенсировать истцу исключительно судебные издержки, а не сумму за якобы «ущемление чести, достоинства и деловой репутации».

СЕНТЯБРЬ, 11
«Газета недели в Саратове»
Кировский районный суд Саратова прекратил административное производство по обвинению в клевете журналистов «Газеты недели в Саратове». Из-за изменений в законодательстве происшествие оказалось вне пределов действия как Уголовного Кодекса РФ, так и Кодекса об административных правонарушениях. Поводом к проведению административного разбирательства послужила публикация, в которой фигурировала спикер Саратовской областной думы Марина Алешина, недавно перешедшая на должность главного федерального инспектора по региону. В статье рассказывалось о дачном конфликте: пенсионерка Валентина Ключникова сообщила журналистам, что из-за демонтажа водопроводной трубы на соседнем участке, якобы принадлежавшем семье Алешиной, она лишилась воды (см. монитор за июль 2012 года). Сама Алешина заявила журналистам, что такой соседки у нее нет, а затем обратилась с заявлением в прокуратуру с требованием привлечь издание к ответственности за клевету. Исполняющий обязанности прокурора Кировского района Саратова Олег Лаптев возбудил административное производство по статье КоАП. Однако это решение прокуратуры было обжаловано в суде. Как указал в своем ходатайстве адвокат Андрей Еремин, производство по делу было возбуждено необоснованно, поскольку данная статья уже исключена из Кодекса об административных правонарушениях. В то же время, такой состав преступления в Уголовный Кодекс РФ на момент публикации в газете еще не был включен. В итоге, суд производство по делу прекратил. «Мне, конечно, хотелось, чтобы суд разобрался в сути публикации, которая никакой клеветы не содержала и основывалась, в том числе, на официальных ответах на журналистские запросы», - сообщила журналист издания Елена Иванова.

СЕНТЯБРЬ, 11
Фуруяма Мутинори
Пограничным нарядом на ППК в отделении Казакевичево Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области был задержан гражданин Японии Фуруяма Мутинори - журналист одной из японских газет и два гражданина РФ, которые пытались проехать в пограничную зону без разрешающих документов. Об этом сообщили в группе общественных связей Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО. При выяснении обстоятельств нахождения выше указанных граждан в пограничной зоне японский журналист пояснил через переводчика, что он прибыл в Хабаровский край с целью съемки репортажа об обустройстве острова Большой Уссурийский. Нарушители привлечены к административной ответственности в виде предупреждения

СЕНТЯБРЬ, 11
Газета «Абдулинские просторы»
В Оренбургской области мэра подозревают в хищении ноутбука у журналиста. Союз журналистов Оренбуржья обратился в СУ СКР региона с требованием провести проверку по факту хищения компьютера из редакции газеты «Абдулинские просторы». По информации областного Союза журналистов, глава города Абдулино Владимир Горбунов проник в помещение редакции и вынес из кабинета главного редактора компьютер с материалами очередного номера газеты. Похищение зафиксировано камерами видеонаблюдения. Сам Горбунов в телефонном интервью журналистам программы «Вести» на телеканале «Россия» данный факт не отрицал. В эфире новостной программы глава Абдулино заявил, что заместитель главного редактора Степанцев, являясь депутатом, игнорирует работу в горсовете, не отвечает на телефонные звонки и выпустил клеветническую статью. Горбунов утверждал, что приехал к Степанцеву, но не застал его. Тогда решил забрать ноутбук журналиста и депутата. «Я забрал ноутбук и сказал - прибежит за рабочим инструментом», - отметил Горбунов. По информации редакции «Абдулинские просторы», ноутбук Степанцева находится у следствия как вещественное доказательство.

СЕНТЯБРЬ, 11
Геннадий Григорьев
В Нижнем Новгороде избит журналист Интернет-журнала «Дзержинск» Геннадий Григорьев избит неизвестными в Нижнем Новгороде. Об этом сообщили в отделе информации и общественных связей ГУ МВД России по Нижегородской области. По информации полиции, инцидент произошел около 17:20 у дома 7А по проспекту Гагарина в Нижнем Новгороде. В результате нападения двух неизвестных лиц журналист получил повреждения – открытый перелом переносицы. Потерпевший также лишился имущества на общую сумму 30 тыс. рублей. Возбуждено уголовное дело по статье 161 УК РФ («Грабеж»). Согласно объяснениям потерпевшего, которые он дал в полиции, вечером он возвращался домой, набирая при этом sms на мобильном. Навстречу ему вышли двое молодых людей славянской внешности, одетые в зеленые жилетки с надписью «Благоустройство города». Без какого-либо повода один из них ударил Григорьева в переносицу предметом, находившимся в пакете, тут же потерпевший почувствовал второй удар тупым предметом по затылку. Журналист пытался убежать, но оказался на земле, где избиение продолжилось. В результате неизвестные скрылись с телефоном потерпевшего. Григорьев был доставлен в больницу №35, где ему зафиксировали перелом переносицы. Сам журналист связывает нападение со своей профессиональной деятельностью в городе Дзержинск. Полиция совершила поквартирный обход близлежащих домов, проверила ломбарды и прилегающие к месту происшествия территории, но данные мероприятие к результатам не привели. Оперативно-розыскные мероприятия продолжаются, ведется поиск подозреваемых.

СЕНТЯБРЬ, 12
СМИ Воскресенска
В Воскресенске (Московская область) в дом кандидата на пост градоначальника Александра Квардакова, выдвинутого партией «Единая Россия», ворвались омоновцы. Рано утром сотрудники СК ЦАО города Москвы начали обыск. Улицу оцепили с двух сторон, под каждым окном дома Квардакова был выставлен часовой, родственники изолированы, сам кандидат заперт в отдельном помещении. В довершении всего была изъята камера у журналиста местной газеты. Улица была заблокирована до позднего вечера. По городу даже поползли слухи, что проводится террористическая операция. Никаких официальных версий, в том числе и «Единой Россией» до сих пор озвучено не было. Более того, к Квардакову не допустили ни адвоката, ни родственников. Это акция может быть обусловлена тем, что за время работы Александра Квардакова в должности главы воскресенского ФСБ было возбуждено порядка двадцати уголовных дел против сотрудников милиции, причастных к реализации коррупционных схем. Сын Квардакова убежден, что «маски-шоу» являются элементарной акцией устрашения: «Противодействие идет со стороны людей, не признающих иные методы, кроме силы и запугивания».

СЕНТЯБРЬ, 13
Читинский городской форум
Скандал в Забайкальском крае - прокуратура по жалобе мэра намерена через суд закрыть доступ к старейшему электронному ресурсу Забайкалья - Читинскому городскому форуму. На сайтах Забайкальского края появилась информация о том, что краевая прокуратура направила в суд иск о принуждении пяти провайдеров перекрыть доступ к независимому ресурсу - Читинскому городскому форуму, жалобу на который мэр Читы написал в связи с размещением его персональных данных. Определение о подготовке дела к судебному разбирательству размещено на Читинском городском форуме. В документах, прикреплённых к сообщению, говорится, что иск в защиту неопределённого круга лиц направлен заместителем прокурора края Светланой Козловой в адрес пяти провайдеров - «Ростелеком», «Транстелеком-Чита», «МультиКабельные сети Читы», «Локтелеком», «Мобильные ТелеСистемы». Судебное заседание, которое будет вести председатель Центрального районного суда Новиков, назначено на 14 часов 10 октября. В исковом заявлении говорится, что 22 июня мэр Читы Анатолий Михалёв подал заявление о привлечении к ответственности лиц, разместивших на форуме его персональные данные. По результатам рассмотрения заявления, следователь по особо важным делам краевого управления СКР 30 июля возбудил уголовное дело в отношении неустановленного сотрудника УВД, который в 2009 году незаконно передал носитель с документами, впоследствии размещёнными на зарубежном файлообменном ресурсе, ссылки на который и опубликованы на форуме. Кроме того, в заявлении документы названы «секретными», «содержащими государственную тайну» и информацию «для ограниченного круга лиц». 5 июня пользователь Читинского городского форума с ником Ведерников выложил в интернет документ под заголовком «Оценка оперативной обстановки и результаты борьбы с организованной преступностью за 1-е полугодие 2008 года», который содержит информацию о социально-экономическом развитии Читинской области и данные об организованной преступности, включая информацию о формированиях Осинцева, Титова, Васильева, Нагеля, Гловацкого, Мамедова, с указанием численности, паспортных данных, а также коррупционных связей в органах власти. По словам пользователя, данный документ ему продали сотрудники полиции. Начальник УМВД по Забайкальскому краю Юрий Ларионов в онлайн-интервью на сайте «Зaбмeдиa.Рy» заявлял, что документы фактически не содержат сведений, составляющих государственную тайну и не соответствуют грифу секретности, указанному в документе. Ранее и.о. председателя регионального парламента Виктор Дибирдеев отказался прокомментировать информацию о коррупционной связи депутатов Куренкова и Кона с преступной группировкой «Нагеля», фигурирующей в документах, появившихся в июне на Читинском городском форуме. Также комментировать информацию о своей коррупционной связи и связи своих подчинённых с преступными формированиями отказались губернатор края Равиль Гениатулин - из-за некорректности вопроса, и мэр Читы Анатолий Михалёв - из-за поездки в Маньчжурию и последующего отпуска. Читинский городской форум был создан в январе 2004 года и является старейшим в регионе. До 2011 года форум был частью Читинского городского портала, а затем стал самостоятельным ресурсом. На данный момент на форуме размещено более 650 тысяч сообщений и зарегистрировано более 20 тысяч пользователей. Ежедневно его посещают более 5 тысяч человек. На форуме обсуждаются разные аспекты жизни в городе, благодаря ресурсу были проведены всевозможные благотворительные акции в помощь тяжелобольным детям и детским домам. Чиновники решили, что такой портал слишком демократичный.

СЕНТЯБРЬ, 13
Газета «СПИД-Инфо»
Измайловский районный суд Москвы рассматривает иск Григория Чхартишвили, более известного своим читателям под псевдонимом Борис Акунин, к газете «СПИД-Инфо». По заявлению писателя, корреспонденты издания придумали интервью о его пристрастии к борделям. Возмущение известного писателя вызвало интервью, озаглавленное «Борис Акунин: Первым делом иду на кладбище, вторым - в публичный дом». В тексте статьи Чхартишвили якобы рассказывает журналистам о японских методах соблазнения мужчин, а также о своей любви к кладбищам и борделям. Оказалось, однако, что сам Чхартишвили не знал о своих симпатиях к жрицам любви. За использование имени и распространение интервью большим тиражом Григорий Чхартишвили через суд потребовал от газеты 2 миллиона рублей и официального опровержения.

СЕНТЯБРЬ, 13
Газета «Псковская губерния»
Лев Шлосберг
В ФЗГ поступила информация, что главный редактор газеты «Псковская губерния» Лев Шлосберг обратился в Псковский городской суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 38 по делу об административном правонарушении, якобы допущенном редактором. Ранее мировой судья О. Жбанова вынесла постановление по делу об административном правонарушении в отношении Л. Шлосберга и признала его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначила ему наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей. Редактор считает, что суд ошибочно применил нормы материального права и просит об отмене постановления мирового суда. Он указывает, что упомянутые в постановлении суда пять публикаций в газете «Псковская губерния» не подпадают под действие п. 1 ст. 5.5 КоАП РФ, так как не являются материалами, связанными с подготовкой и проведением выборов, о чем избирательной комиссии Псковской области заведомо известно в силу ее полномочий при проведении и организации выборов и что очевидно следует из характера данных публикаций. Кроме того, избирательной комиссией в тексте протокола об административном правонарушении от 5 апреля 2012 года не приведено никаких доказательств, заключений специалистов в области русского языка и литературы о том, что содержание данных публикаций может быть признано предвыборной агитацией.

СЕНТЯБРЬ, 13
Джеймс Браун
Центральный районный суд Челябинска признал виновными 24-летнего Евгения Ткачева и 22-летнего Владимира Попкова в вооруженном разбойном нападении на журналиста телеканала Russia Today Джеймса Брауна, в результате которого тот был избит и лишился ценных вещей. Оба преступника приговорены к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима. «Попков признал себя виновным полностью, – рассказал помощник прокурора Челябинска Антон Комаров, поддерживавший государственное обвинение. – Ткачев вину признал частично, пояснив, что в предварительный сговор с Попковым не вступал, газобаллонный пистолет при нападении не использовал, а также наносил меньшее количество ударов потерпевшему, чем указано в обвинении». Однако суд к его словам отнесся критически, признав, как и Попкова, полностью виновным. Напомним, ночью 3 июля Джеймс Браун, работавший на Южном Урале над созданием фильма о Челябинской области в рамках проекта Discovering Russia, пешком возвращался из паба «Джеймс Батлер». На улице Труда на него напали двое неизвестных. Избив иностранца, они забрали его мобильный телефон Nokia 6800, наручные часы, 3500 рублей и банковскую карту. Сумма ущерба составила 32 тысячи рублей. Получить доступ к банковскому счету злоумышленникам не удалось, так как журналист назвал им неверный код. В суде нашел подтверждение тот факт, что Ткачев и Попков заранее договорились совершить разбойное нападение на кого-нибудь из прохожих, для этого и вооружились газовыми пистолетами и острыми предметами. Им на пути попался Джеймс Браун. После встречи с преступниками иностранец был госпитализирован в городскую клиническую больницу №3 с закрытой черепно-мозговой травмой и резаными ранами лица (см. монитор за июль 2011 года).

СЕНТЯБРЬ, 13
СМИ Карелии
В последние пару недель разорваны контракты с генеральными директорами автономных учреждений «Информационное агентство «Республика Карелия» и «Республиканский Телеканал «Сампо». Но дело не ограничилось лишь заменой руководителей, меняется и сама организационная модель, когда два прежде самостоятельных предприятия объединяются в единый информационный холдинг и его нового гендиректора уже представили трудовому коллективу. Возглавит «правительственный» медиа-холдинг Татьяна Соколова, до недавнего времени руководившая телекомпанией «ТНТ-Онего». Структурные изменения пока не повлекли за собой кадровых перестановок, но и это, по всей видимости, дело времени. Создание медиа-холдинга органов государственной власти обсуждалось ещё при прежнем губернаторе А. Нелидове, но тогда процедуру слияния не довершили, хотя и произошли серьезные изменения. Два года назад «Издательство «Карелия», выпускавшее одноименную правительственно-парламентскую газету, было реформировано, превратившись в информационное агентство, внутри которого дополнительно были созданы газета «Карелия. Мой Петрозаводск» (распространяется бесплатно) и интернет журнал «Республика» (при этом сохранился и сайт официальной газеты «Карелия»). Тогда также рассматривалась модель объединенного медиа-холдинга, но процесс его учреждения застопорился. Новый губернатор А. Худилайнен довершил слияние, тем самым укрепив единый центр принятия решений. Как отразится это на творческой деятельности входящих в холдинг редакций, пока сказать трудно. Недавняя публичная поддержка трудовым коллективом телеканала «Сампо» своего уволенного гендиректора Т. Малишевской осталась без каких-либо комментариев со стороны учредителей. Пострадают ли подписанты, рискнувшие критиковать правительственных чиновников за их пренебрежение интересами редакции - не известно. До сих пор никаких заявлений не прозвучало, не сделано резких движений со стороны нового гендиректора Т. Соколовой, которая на данный момент возглавляет сразу два предприятия: информагентство «Республика Карелия» и телеканал «Сампо».

СЕНТЯБРЬ, 13
Газета «Гатчинская правда»
Роскомнадзор сообщил, что вынес письменное предупреждение редакции газеты «Гатчинская правда» за публикацию списка призывников с персональными данными. Ведомство оценило публикацию как разглашение сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну. «Гатчинская правда» напечатала список призывников 27 июля 2012 года. Как сообщает организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга», это было сделано по просьбе отдела военного комиссариата Ленинградской области по Гатчинскому району. В данном случае речь идет о фамилиях, именах и отчествах призывников, а также датах рождения. Эта информация по российским законам относится к персональным данным. Правозащитники обратились в Роскомнадзор и заявили о возможном нарушении федерального закона «О персональных данных». «Управление Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области усмотрело в данной публикации нарушение федерального закона «О персональных данных» и передало материалы в прокуратуру для возбуждения административного дела», - сообщили «Солдатские матери Санкт-Петербурга». Копию ответа Роскомнадзора правозащитники опубликовали на своем сайте. Роскомнадзор, который вынес газете официальное предупреждение и фактически выступил на одной стороне с правозащитниками, в соответствии с упомянутым федеральным законом является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных. Ведомство имеет заметную статистику борьбы с публикацией такого рода информации в интернете. Как сообщает сам Роскомнадзор, «на его счету» десятки закрытых сайтов, где вопреки закону хранились и обрабатывались персональные данные.

СЕНТЯБРЬ, 13
Светлана Кравченко
Отложено на неопределенный срок рассмотрение судом заявления сотрудника ООО «ЧОП РЕГИОН-3» Владимира Кривошеева в отношении регионального корреспондента «Кавказского узла» Светланы Кравченко. От мирового соглашения Кривошеев отказывается. Частный обвинитель утверждает, что журналистка нанесла ему побои, и требует привлечь ее к ответственности по статье 116 УК РФ («Побои»), предусматривающей наказание в виде штрафа либо исправительных работ, либо ареста на срок до трех месяцев (см. монитор за август 2012 года). Заседание, на котором принято решение отложить рассмотрение дела, прошло 13 сентября в мировом судебном участке №103 Центрального района Сочи (Краснодарский край). Судья Калустова предложила сторонам примирение на любой стадии процесса, однако Кривошеев заключить мировое соглашение отказался. Стороны заявили ходатайства об истребовании письменных доказательств по делу. Кривошеев потребовал сделать запрос в Кубанский госуниверситет о том, закончила ли его Светлана Кравченко. В свою очередь, Кравченко заявила ходатайство о предоставлении документов, подтверждающих полномочия Кривошеева. Ходатайства обеих сторон были удовлетворены. «Одновременно принимаются меры по истребованию новых доказательств», - сказано в постановлении мирового судьи Катерины Калустовой. Судья при вынесении данного решения была беспристрастна, считает адвокат журналистки Анатолий Ерошенко.

СЕНТЯБРЬ, 13
Юлия Шульга
В Москве полиция задержала корреспондента «Ридуса» Юлию Шульгу за съемку одиночного пикета в поддержку активистки «Другой России» Таисии Осиповой. Полицейские заявили, что она выкрикивала лозунги и раздавала листовки. Однако после того, как Шульгу доставили в отделение на Новослободской, ее отпустили. Одиночные пикеты прошлипо всей Москве - активисты стояли около метро «Кропоткинская», «Охотный ряд», «Арбатская», «Библиотека имени Ленина» и около здания ФСБ на Лубянке.

СЕНТЯБРЬ, 14
Хабаровская краевая типография
Хабаровская краевая типография не может осуществлять свою деятельность по причине изъятия всего недвижимого имущества предприятия, сообщили РИАП «Хабаровск онлайн» в пресс-службе прокуратуры края. Проверкой установлено, что распоряжениями министра имущественных отношений края у Хабаровской краевой типографии, в ходе приватизации изъято все недвижимое имущество, чем нарушены требования Гражданского кодекса Российской Федерации. Такое решение нарушает интересы края. Типография не может продолжать свою деятельность, в том числе выполнять заказы краевой избирательной комиссии, Законодательной Думы, министерства социальной защиты населения и министерства образования края. Кроме того более ста человек могут остаться без работы. В связи со случившимся в Арбитражный суд края направлено заявление с требованием о признании недействительными распоряжений министра имущественных отношений края об изъятии недвижимого имущества предприятия. А также заявление о наложении обеспечительных мер в виде приостановления действия распоряжения об изъятии имущества.

СЕНТЯБРЬ, 14
Все СМИ
Бывший министр обороны России генерал армии Павел Грачев, о госпитализации которого сообщили СМИ, продолжает проходить курс лечения в московском Центральном военном клиническом госпитале имени Вишневского. Однако, как выяснил «Интерфакс», информацию о болезни Грачева медики тщательно скрывают. По некоторым данным, генерал по-прежнему в реанимации, его состояние тяжелое, но хирургическое вмешательство пока не планируется. «Павел Сергеевич Грачев находится на лечении в нашем госпитале, но где, мы не знаем. У нас нет никаких записей», - сообщила «Интерфаксу» сотрудница приемного отделения госпиталя. Женщина посоветовала обратиться в справочную службу госпиталя, где должны фиксировать в специальном журнале всех поступающих на лечение пациентов. Но и там никаких записей о Грачеве не оказалось. Тогда обескураженные такой обстановкой секретности вокруг госпитализации экс-министра обороны журналисты позвонили в приемную начальника госпиталя генерал-майора медицинской службы Сергея Белякина. На звонок ответил его референт, который сообщил, что не имеет права передавать информацию о Грачеве, а начальник госпиталя пообщаться на эту тему не может, так как находится на конференции. Ранее сообщалось, что Павла Грачева срочно поместили в 50-е кардиологическое отделение реанимации интенсивной терапии военного клинического госпиталя имени Вишневского. Сразу же в СМИ появились несколько версий причин госпитализации. По одной из них, Грачев получил сильное пищевое отравление - якобы был на дне рождения у кого-то из друзей и съел подозрительные грибы. В то же время сын Грачева заявил журналистам, что приступ у генерала, вероятно, случился из-за повышенного уровня сахара в крови.

СЕНТЯБРЬ, 14
Маргарита Башилова
В Калининграде у здания областной Думы по подозрению в организации несанкционированного пикета задержали журналистку информационного портала 39.Ru Маргариту Башилову. Задержанную доставили в отделении полиции №3, где она дала объяснения. «Я устанавливала четыре картонные фигуры, в руках которых плакаты с протестом против инициативы Облдумы об отмене положения о публикации законов на официальных сайтах правительства и Думы, – сказала М. Башилова. – Мне сказали, что кто-то вызвал на место полицию». Журналистку и члена «Пиратской партии» обвиняют в административном правонарушении - организации несанкционированного пикета. За правонарушение предусмотрен штраф до 30 тыс. рублей. Акцию организовало калининградское отделение "Пиратской партии". Четыре члена партии, в числе которых и Маргарита Башилова, оставили возле здания Облдумы свои аватары с плакатами протеста в руках.

СЕНТЯБРЬ, 14
София Ежова
Сотрудника рязанского отделения «Новой газеты» и внештатного журналиста портала «Каспаров.ру» Софию Ежову, жену журналиста Сергея Ежова, попытались увезти на допрос в Москву. Как рассказал Радио Свобода сам Сергей Ежов, к его супруге на улице возле их дома в Рязани подошли трое мужчин в штатском, показали удостоверения сотрудников столичного управления МВД и заявили, что им приказано доставить ее на допрос в Москву по уголовному делу, возбужденному еще в 2009 году. При этом никаких других подробностей сотрудники правоохранительных органов не сообщили. Когда София отказалась ехать с ними на допрос, они вызвали местных полицейских, чтобы увезти женщину в Москву принудительно. Вскоре после этого Софии стало плохо. Прибывшие врачи «скорой помощи» решили ее госпитализировать. Сергей Ежов отметил, что за последние несколько месяц в отношении него не менее четырех раз пытались возбудить уголовное дело. Однако теперь, когда он официально стал кандидатом в депутаты местного законодательного органа, сотрудники правоохранительных органов, по мнению Сергея Ежова, решили попытаться давить на него через его жену. София Ежова, как и ее супруг, работает в рязанском отделении «Новой газеты», а также является внештатным журналистом портала «Каспаров.ру» и сотрудничает с международной правозащитной организацией Amnesty International.

СЕНТЯБРЬ, 14
Атремий Троицкий
Суд повторно рассмотрел иск экс-майора ГИБДД Николая Хованского к музыкальному критику Артемию Троицкому о защите чести, достоинства и деловой репутации. Как пишет «Новая газета», суд принял решение окончательно отказать Хованскому. Поводом для обращения в суд послужили слова Атремия Троицкого на концерте группы «ДДТ» в ноябре 2010 года, где вручали премии и антипремии сотрудникам милиции. Хованский фигурировал в числе победителей в номинации «Дорогу колеснице» – он был одним из тех сотрудников ГИБДД, оформлявших резонансное ДТП на Ленинском проспекте с участием автомобиля вице-президента компании «Лукойл» 25 февраля 2010 года. В ДТП погибли две женщины. Майор Хованский был первым, кто тогда сообщил СМИ, что в аварии виновата одна из погибших. В апреле 2011 года иск Хованского к Троицкому был удовлетворен судьями Гагаринского суда (см. монитор за март, май, июнь 2011 года), почти через год - 24 апреля 2012 года - решение было отменено Верховным судом и направлено на новое рассмотрение. 14 сентября 2012 Гагаринский суд в новом составе судей в иске Хованскому отказал полностью.

СЕНТЯБРЬ, 14
Ольга Романова
Вечером во Владимирской области задержаны исполнительный директор движения «Русь сидящая», журналистка «Новой газеты» москвичка Ольга Романова. Она вместе с другими активистами своей организации и Владимиром Переверзиным, бывшим заключенным по делу ЮКОСа, объезжали пенитенциарные учреждения и проводили встречи с заключенными и руководством. В 18:15 две машины, на которых ехали правозащитники − BMW X5 и Range Rover − задержали сотрудники ДПС города Петушки. Лейтенанты, отказавшиеся представиться, забрали у активистов права и документы на автомобили. Затем задержанные были препровождены в ОВД города Покров, около которого их продержали полтора часа. Выяснилось, что полицейские спутали машины активистов с угнанными автомобилями Daewoo и Nissan, после чего Романову и ее спутников отпустили. По словам журналистки, весь разговор с полицейскими был записан на видео. Избежать ареста активистам удалось благодаря шумихе, поднятой СМИ и пользователями интернета.

СЕНТЯБРЬ, 15
Иван Мосеев
В ФЗГ поступила информация, что в Архангельске сотрудники ФСБ пришли с обыском в рамках уголовного дела по статье об экстремизме к Ивану Мосееву - бывшему редактору газеты «Бизнес-класс Архангельск», ныне - директору Поморского института коренных и малочисленных народов. Поводом для обыска стали комментарии к статье в интернет-издании «Эхо Севера» о поморском движении, оставленные якобы из квартиры Мосеева. В частности, в интернет-дискуссии некто под ником Помор бросил оппоненту реплику: «Что ты с нами сделаешь? Вас миллионы быдла, а нас 2 тысячи людей». Неустановленное лицо, говорится в материалах уголовного дела, писало данные строки «с умыслом возбуждения ненависти к отдельной национальной группе «русские» из личной неприязни к лицам данной национальности». Мосеев говорит, что комментариев не писал. Тем не менее, изъят ноутбук Мосеева, ноутбук его жены, компьютеры детей, флеш-карты, диски, архивные материалы, документы. «Меня преследуют за мою общественную и профессиональную деятельность по защите коренных малочисленных народов Севера. Другой причины нет», - говорит Мосеев. С него взята подписка о невыезде, теперь журналист получил статус подозреваемого.

СЕНТЯБРЬ, 15
Иван Мосеев
В ФЗГ поступила информация, что независимому журналисту, бывшему главному редактору газеты «Бизнес класс Архангельск», собкорру журнала «Созвездие-ревью» Ивану Мосееву поступают угрозы. И. Мосеев подозревается в нарушении статьи 282 УК РФ – якобы он возбуждает ненависть к русским, опубликовав на сайте «Эхо Севера» фразу: «Вас миллионы быдла, а нас 2 тысячи людей». В заявлении прокурору Архангельской области В. Бакуну журналист пишет: «При расследовании в отношении меня изначально использовались недозволенные методы и незаконно добытые доказательства (например, мои персональные данные, связанные с IP адресом были получены следствием незаконным путем, до постановления суда, что подтверждает полученная мною справка и разъяснения провайдера в лице Ростелекома… Также в мой адрес публиковались угрозы, в том числе прямая угроза убийством от «майора ФСБ».

СЕНТЯБРЬ, 15
Александр Назаров
Полиция возбудила уголовное дело по факту разбойного нападения на студента МГУ в Москве в ночь на субботу, сообщает пресс-служба столичного главка МВД. Полицейские проводят все необходимые мероприятия по установлению личностей злоумышленников и их задержанию. По данным ведомства, в ночь на субботу в столичную больницу привезли студента факультета журналистики МГУ с ножевыми ранениями ног, ушибами шеи, ссадинами головы и живота. Врачи сразу же сообщили о ранах криминального характера правоохранителям. Журналист телеканала «Россия-2», студент факультета журналистики МГУ Александр Назаров рассказал в Сети, что на него напали, когда он, возвращаясь под утро домой, в районе метро «Университет» поймал частное такси и сел на переднее сиденье. По словам пострадавшего, водитель и двое его приятелей вытащили у него деньги, душили, пытали и требовали PIN-коды от банковских карт. Злоумышленники вырезали «кровяные полоски» на лбу студента и втыкали в ноги нож. После этого его высадили возле лесополосы у дома 6 по улице Староволынская. «Машина остановилась у лесополосы, меня вывели в сторону леса и сказали: «Ты смелый, мы дарим тебе жизнь. Беги и не оборачивайся». И я побежал», - сообщает Александр Назаров.

СЕНТЯБРЬ, 17
Газета «Воронежский курьер»
Андрей Цветков
Заместитель руководителя территориального управления Ростехнадзора требовал от газеты 1 млн рублей за публикацию о коррупции в ведомстве. В апреле этого года в Ленинском районном суде Воронежа началось рассмотрение иска о защите чести, достоинства и деловой репутации к областной газете «Воронежский курьер» (соответчиком выступало ООО «ОКО»). Истец, заместитель руководителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора Юрий Бавыкин, требовал от ответчика опровержения распространенных сведений и компенсации морального вреда в размере 1 млн рублей. Поводом для иска стал материал журналиста «Воронежского курьера» Андрея Цветкова под названием «ОКОЯННЫЕ ДНИ». В тексте рассказывалось о конфликте между ООО «ОКО» и управлением Ростехнадзора. Компания обвинила Юрия Бавыкина в том, что он и его подчиненные требуют от фирм, производящих техническую экспертизу, «делиться» прибылью – платить за утверждение экспертиз. В противном случае, как рассказали журналисту в «ОКО», чиновники грозили тем, что не будут утверждать результаты проведенных экспертиз (см. монитор за апрель 2012 года). В ходе процесса представителям ответчика удалось доказать, что одна из оспариваемых фраз не относится конкретно к Юрию Бавыкину. Достоверность второй фразы подтвердили свидетели – бывший сотрудник управления Ростехнадзора и менеджер компании «ОКО». 17 сентября суд вынес решение отказать Юрию Бавыкину в требованиях в полном объеме. Однако уже известно, что истец собирается подавать апелляцию.

СЕНТЯБРЬ, 17
СМИ Санкт-Петербурга
Депутат Законодательного Собрания Петербург от партии «Яблоко» Максим Резник направил письмо в прокуратуру с просьбой обратить внимание на «грубые нарушения действующего законодательства» со стороны руководства Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга. Депутат считает, что действия руководства Комитета содержат «признаки коррупции, злоупотребления должностными полномочиями, а также халатного отношения к исполнению служебных обязанностей». Стало известно о претензиях Максима Резника к Комитету по печати. В обращении в прокуратуру депутат описал целый ряд правонарушений: неправильное распределении субсидий на опубликование официальных материалов, увеличение подписного тиража общественно-политических изданий для льготных категорий граждан, нарушения при выделении субсидий телеканалу «Санкт-Петербург», а также изданиям «Петербургский дневник» и «Петербургская фотохроника». Резник указывает, что Комитет по печати распределяет свыше 500 млн. рублей в год. Максим Резник просит прокуратуру провести проверку целевого расходования бюджетных средств, выделенных в рамках господдержки СМИ в 2012 году. Также он настаивает на проверке действующей нормативной базы, регламентирующей предоставление субсидий Комитетом, на предмет её соответствия требованиям антикоррупционного законодательства.

СЕНТЯБРЬ, 17
Газета «Великокняжеский курьер»
Год назад житель районного центра Пролетарска Ростовской области Леонид Заплаткин подал в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области два заявления с просьбой привлечь к ответственности местную газету «Великокняжеский курьер» за нарушение закона о рекламе. По словам главного редактора издания Татьяны Бондаревой, гражданин Заплаткин изучил подшивку газеты, нашел блоки модульной рекламы, в которых отсутствовала пометка «реклама» или «на правах рекламы». Как утверждает редактор, эта пометка выпала при вёрстке полосы. УФАС подал иск в арбитражный суд Ростовской области о наложении на «Великокняжеский курьер» штрафа в размере 100 тысяч рублей. Арбитражный суд этот иск удовлетворил, а вышестоящая судебная инстанция, куда газета подала апелляцию, это решение утвердила, несмотря на то, что редакция предоставила финансовые отчеты, из которых следует, что их районка не в состоянии выплатить такую сумму. «Великокняжеский курьер» со дня на день ждет пришествия судебных приставов, а гражданин Заплаткин тем временем написал еще несколько заявлений в УФАС аналогичного содержания.

СЕНТЯБРЬ, 14
Руслан Макаров
Следственные органы возбудили уголовное дело в отношении 36-летнего жителя Усть-Коксинского района Республики Алтай, корреспондента газеты «Листок» и учредителя газеты «Холодный белок» Руслана Макарова, который подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 119 УК РФ («Угроза убийством по мотивам политической ненависти»). Об этом сообщили в Следственном управлении Следственного комитета России по Республике Алтай. По версии следствия, Макаров по мотивам политической ненависти с целью запугивания высказал в адрес главы Республики Алтай Александра Бердникова угрозу убийством. Это произошло 11 июля на приеме у врача-психиатра, где Макаров заявил, что желает убить Бердникова. Кроме того, 13 июля в дополнении к исковому заявлению о взыскании компенсации морального вреда, поданному в Горно-Алтайский городской суд, Макаров изложил сведения о намерении убить главу региона. По уголовному делу проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего, расследование уголовного дела продолжается. Кроме того, Горно-Алтайский городской суд рассматривает исковое заявление Макарова к Бердникову. Истец считает, что глава региона посягнул на его «нематериальные блага», в частности, нарушив врачебную тайну. В исковом заявлении он указывает, что во время сессии Госсобрания в июне этого года Александр Бердников, комментируя ситуацию вокруг протестов местного населения в связи с планами строительства Мультинской ГЭС, сказал: «Там есть где-то Макаров, психически больной человек, корреспондент газеты «Листок», это он все подогревает, пишет». Макаров не отрицает наличие у него психического заболевания, но считает, что Бердников, обнародовав эту информацию, нарушил его права. Истец требует взыскать с губернатора 13 млн рублей в качестве компенсации морального ущерба. Бердников, в свою очередь, подал на «Листок» и Макарова иск о клевете. Губернатор счел клеветническим заявление Макарова о том, что глава региона «грабит детей-сирот» (см. монитор за июль 2012 года). Вечером 14 сентября полицейские задержали Руслана Макарова в селе Тихонькая (около 400 километров от Горно-Алтайска) и доставили его в Республиканскую психбольницу. В предъявленной ими выписке из истории болезни журналиста сказано, что амбулаторно-стационарный больной должен быть направлен в психбольницу при принятии решения о недобровольной госпитализации. Издатель газеты «Листок» Сергей Михайлов отметил, что это не первая попытка поместить в стационар журналиста Руслана Макарова, который готовит для «Листка», по его словам, качественные материалы, критикующие губернатора, и который в настоящее время судится с ним. В августе Верховный суд Республики Алтай оставил без изменений решение Усть-Коксинского районного суда, отказавшегося рассматривать заявление райбольницы о принудительной госпитализации журналиста газеты «Листок» Руслана Макарова в психиатрический стационар. А 6 сентября у Макарова дома был проведен обыск и изъят ноутбук.

СЕНТЯБРЬ, 15
Стас Калиниченко
В Кемерово на «Марше миллионов» полицией задержан снимавший акцию блогер Стаса Калиниченко. «Силком утащили в стоящий возле кинотеатра автобус, где задержали на 40 минут. Я всё записывал на камеру. Вернулся домой злой от того, что на превысивших должностные полномочия мне пожаловаться некуда», - рассказал Стас Калиниченко.

СЕНТЯБРЬ, 17
Газета «Знамя труда»
В Калужской области закрылась одна из старейших газет региона - районная газета «Знамя труда». Журналисты «районки» обвиняют в этом местные власти. Вот что пишет по этому поводу городско сайт Кирова «Песочня»: «15 сентября 2012 года вышел последний номер газеты «Знамя труда», издававшейся в Кировском районе с мая 1931 года. Газета, которая издавалась в самые трудные времена, в том числе и в военные годы, продолжала жить даже при смене политических режимов. Из-за долгов перед типографией газета вынуждена закрыться». На первой полосе последнего номера огромный заголовок: «Как уничтожали районную газету. Открытое письмо коллектива редакции к подписчикам, ко всем читателям «Знамени труда». В самом письме, подписанном от коллективом редакции, в уничтожении газеты обвиняется кировский межрайонный прокурор Роман Кузенков. «Не сумев в ходе устроенных прокуратурой проверок деятельности редакции найти на нее компромат, прокурор совершенно необоснованно, как мы считаем, вмешался в финансовые отношения между редакцией и одним из учредителей издания», - сказано в письме. Речь идет о безвозмездной финансовой помощи газете от администрации района из районного бюджета. Обвиняют журналисты также главу Кировской районной администрации Николая Соколова и губернатора области Анатолия Артамонова в том, что не отстояли их право на использование бюджетных средств перед прокуратурой.

СЕНТЯБРЬ, 17
Андрей Трофимов
По сообщению «Новой газеты», в Сергиевом Посаде (Московская область) на заседании городской Общественной палаты главному редактору «Альтернативной газеты» Андрею Трофимову угрожали. В частности, лидер местных жириновцев Эдуард Арушанов прямо в зале грозился нокаутировать журналиста, а председатель городского отделения «Союза десантников России» Михаил Шляхин на видеокамеру заявил, что если Трофимов не удалит с сайта не понравившийся ему комментарий, то он не удержит своих десантников. Несколько лет назад после публикации Андреем Трофимовым критического материала о тогдашнем мэре города Николае Маслове неизвестные злоумышленники сожгли автомобиль журналиста, дверь квартиры изрубили топором, а его самого избили.

СЕНТЯБРЬ, 17
Александр Болдырев
Мировой судья Центрального района Воронежа прекратил производство по административному делу в отношении Александра Болдырева, главного редактора газеты «Мы – граждане» и организатора воронежских митингов оппозиции. Александр обвинялся в незаконном распространении собственного издания. Протокол в отношении Александра Болдырева был составлен полицейскими 18 июня на митинге против разработки никелевых месторождений в Воронежской области. По мнению стражей порядка, нарушение состояло в «несоответствии газеты теме митинга». Редактору грозил штраф от 10 до 20 тыс. руб. или обязательные работы на срок до 40 часов. По словам адвоката, правового советника фонда «Экосоцис» Ольги Гнездиловой, «право на распространение не запрещенной законом информации – конституционное право. Об этом говорит и закон о митингах, согласно которому каждый участник мероприятия вправе использовать различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, не запрещенные законом. Налицо нарушение прав Болдырева со стороны полицейских, которые препятствовали ему в распространении информации». Адвокат заявила, что Александр Болдырев будет подавать иск о возмещении убытков в связи с нарушением конституционных прав и «неоднократными необоснованными судебными претензиями властей по отношению к Болдыреву».

СЕНТЯБРЬ, 17
Радио «Маяк»
В Удмуртии прямой эфир на радио «Маяк», в котором принимали участие кандидаты в депутаты Госсовета Удмуртии от партии «Яблоко» Михаил Назаров, Андрей Некрасов и Софья Русова, был отключен на 12 минут. Причиной стала критика «яблочниками» властей Удмуртской Республики. Эфир депутатов был оплачен по договору в рамках предвыборной кампании удмуртского «Яблока». За 30 минут до начала эфира директор радиостанции Игорь Вахрушев провел беседу с героями, в которой требовал не упоминать фамилии президента республики Александра Волкова и олигарха Андрея Осколкова и не затрагивать острые темы. В противном случае он обещал разорвать контракт с «яблочниками». Аудиозапись разговора имеется в наличии у представителей партии, сообщается на официальном сайте «Яблока». Сразу после того, как во время эфира Русова озвучила требование «яблочников» о досрочной отставке президента Александра Волкова, а Некрасов перечислил коррупционные сделки, которые совершал Андрей Осколков в сговоре с властями, передатчик прямого эфира был отключен. В радиоэфире не было сигнала 12 минут. После того, как трансляция была восстановлена, времени осталось только на анонс митинга 7-го октября против коррупции в удмуртской власти. «Мы понимаем, что эфир был выключен из-за политической цензуры, - прокомментировала ситуацию Софья Русова. – Директор «Маяка» сказал после эфира, что будет ждать распоряжения из администрации республики о том, давать ли нам в дальнейшем эфир по контракту или разорвать его». Андрей Некрасов опасается репрессий в самой радиостанции. «Мы опасаемся за судьбу Алены Арбалетовой, ведущей прямого эфира. Учитывая цензуру в удмуртских СМИ, ее могут не просто уволить, но и лишить возможности куда-либо устроиться. По-нашему мнению, она вела передачу профессионально и задавала вопросы от слушателей без коррекции».

СЕНТЯБРЬ, 18
Александр Минкин
Газета «Московский комсомолец»
Верховный суд РФ отменил решение нижестоящей инстанции, обязавшей журналиста Александра Минкина выплатить 50 тысяч рублей главе благотворительного фонда «Федерация» Владимиру Киселеву по иску о защите чести и достоинства. Таким образом, суд удовлетворил кассационную жалобу Минкина. Кассационная коллегия Верховного суда отменила решение суда первой и апелляционной инстанции и отправила дело на новое рассмотрение в Пресненский суд. Выступая в суде, Минкин заявил, что имя Киселева в его заметке вообще не упоминалось. «Я даже не знал тогда его имени. Скандал с фондом шел уже несколько дней, моя заметка была лишь изложением общественного мнения»,- сказал он. По мнению журналиста, спорные фрагменты статьи относились к фонду «Федерация» как к юридическому лицу, а не к истцу Киселеву как физическому лицу. Минкин считает, что нижестоящая апелляционная инстанция допустила процессуальные нарушения в ходе рассмотрения жалобы. «Мосгорсуд проигнорировал позицию ответчика относительно лингвистического заключения эксперта, проведенного истцом. Мы считаем, что заключение эксперта было недопустимым доказательством», - сказал он. В свою очередь, представитель Киселева адвокат Константин Козлов заявил, что судом исследовались обстоятельства того, что имя Кислева не упоминалось в статье. «Это обстоятельство исследовалось судом и на предварительных слушаниях, и в начале заседания. Мы предоставили сведения о совете фонда, давали дополнительные обоснования нашего иска», - сказал он. Как сказал Козлов журналистам после заседания, «теперь Минкину будут поданы пять исков от всех членов совета фонда». «Теперь все пять членов руководящего совета фонда подадут иски Минкину и пусть он объясняет, кого именно он называл «жлобами» и кто «стырил деньги». Сумма иска в данном случае не важна», - сказал он. Ранее Пресненский суд Москвы частично удовлетворил иск о защите чести и достоинства, деловой репутации, компенсации морального вреда Киселева к газете «Московский комсомолец». Суд обязал редакцию газеты «Московский комсомолец» выплатить 150 тысяч рублей и автора статьи Минкина - 50 тысяч рублей, а также опровергнуть сведения, опубликованные в газете 9 марта 2011 года (см. монитор за август 2011 года). Позже кассационная коллегия Мосгорсуда подтвердила решение первой инстанции.

СЕНТЯБРЬ, 18
Газета «Совет Древлянки»,
Депутат Законодательного собрания Карелии Александр Степанов, прочитав интервью в петрозаводской газете «Совет Древлянки», в котором речь шал о нём, счёл себя оболганным. В интервью его товарищ по партии негативно охарактеризовал А. Степанова, являющегося секретарем республиканского комитета КПРФ. Интервьюируемый В. Каплин тоже, к слову, депутат, но Петрозаводского горсовета, вполне ясно намекнул на то, что А. Степанов во время избирательной кампании за определенное вознаграждение будто бы включал неких людей в число кандидатов в депутаты в партийный список компартии. Прямо этого В. Каплин не утверждал, но мысль такая в тексте присутствовала. А. Степанов обратился в Петрозаводский суд, призвав В. Каплина и редакцию газеты «Совет Древлянки» в ответчики, требуя публикации опровержения и взыскания с двух ответчиков солидарно 300 тысяч рублей. Ни В. Каплин, ни представитель редакции в суд за всё время процесса не явились. Интересы итервьюируемого в суде представлял его адвокат. И после несколько заседаний судья вынес решение, что все фразы, к которым депутат А. Степанов предъявляет претензии, не носят фактологического характера, а есть только личное мнение В. Каплина относительно А. Степанова. То есть последнему было отказано в удовлетворении иска. Небезынтересна сама формулировка судебного решения. В резолютивной части судья О. Франгулова пишет: «заведомости распространения ложных сведений в отношении истца со стороны автора статьи не усматривается, поскольку данная фраза не является личным его мнением, а является передачей мнения неопределенного круга лиц (слухов), в связи с чем не является информацией порочащей честь и достоинство истца». Иначе говоря, пересказ журналистами слухов в СМИ не может считаться порочащей информацией. Решение это А. Степанов обжаловал в высшей судебной инстанции, и параллельно неожиданно обратился к прокурору республики с заявлением на себя самого. В документе депутат Законодательного собрания сообщает прокурору, что в газете «Совет Древлянки» распространена информация, свидетельствующая о коррупционной деятельности депутата, который во время избирательных кампаний будто бы собирал с кого-то деньги за включение этих людей в предвыборный список КПРФ. Таким образом, пишет А. Степанов, если доверяться газетной информации, он нарушил ряд федеральных законов и на том основании должен быть наказан, разумеется, если факты нарушения будут доказаны. А. Степанов просит провести тщательное расследование сведений, оказавшихся в газетной статье. Подобных заявлений прокурор Карелии еще не получал никогда. То, что заявители разоблачают депутатов – это дело обычное, а вот чтобы сам депутат требовал проверки своих действий – такого ещё не случалось. Письмо принято в работу, но пока по нему никаких действий еще не предпринималось.

СЕНТЯБРЬ, 18
Михаил Аншаков
Председателя Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаила Аншакова вызвали в столичную прокуратуру по делу о клевете в отношении руководителей Фонда храма Христа Спасителя и экстремистских действиях. Против главного защитника потребителей возбуждено дело об административном правонарушении по статье «клевета». Ранее руководство Фонда храма Христа Спасителя направило в прокуратуру Москвы жалобу, в которой просит привлечь ОЗПП к «установленной законом ответственности» за распространение сведений, порочащих деловую репутацию фонда. Поводом для обращения послужила статья ОЗПП, опубликованная на его сайте 24 июля, в которой говорится, что под видом восстановления храма был построен бизнес-центр, где собственно под религиозные нужды отведено менее 7% площади, а остальные 93% используются «в иных целях, в том числе для размещения на этой территории многочисленных коммерческих фирм». В связи с этим Общество защиты прав потребителей попросило прокуратуру Москвы и Госинспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости столицы провести проверку на возможное нецелевое использование помещений и бюджетных средств со стороны Фонда храма Христа Спасителя и в случае выявления нарушений привлечь к ответственности виновных лиц. «Судя по отсутствию ответа на заявление ОЗПП, прокуратура в деятельности фонда ХХС нарушений не нашла или не искала. Признаки нарушения закона прокуроры усмотрели в деятельности самого Общества защиты прав потребителей, руководитель которого может быть обвинен в клевете на руководство Фонда храма Христа Спасителя и в организации деятельности экстремистской организации», - отмечается в сообщении. На прошлой неделе, 14 сентября, Мосгорсуд отклонил апелляционную жалобу Общества защиты прав потребителей (ОЗПП), в которой указывалось, что торговые операции в храме проходят с нарушениями и признал законной торговлю на территории храма Христа Спасителя.

СЕНТЯБРЬ, 18
РИА «Новости»
Светлана Миронюк
В производстве мирового суда 366-го участка Хамовнического района Москвы находятся два административных дела в отношении РИА «Новости» и его главного редактора Светланы Миронюк. Дела возбуждены Хамовнической межрайонной прокуратурой по обращению бывшего следователя Следственного комитета МВД РФ Гульнары Мустафиной, ныне – советника управления госслужбы администрации президента. Она обратилась в прокуратуру после того, как в одном из номеров газеты «Московские новости» была опубликована статья о судебном процессе по делу о сбыте изъятых у предпринимателей под видом вещественных доказателдьств товаров. Среди фигурантов дела газета упомянула некоторых следователей МВД, в том числе и Гульнару Мустафину. Не отрицая того, что она была под подозрением, Г. Мустафина пожаловалась в прокуратуру на разглашение ее персональных данных. Она считает, что сообщение ее имени, фамилии, занимаемой должности и места службы – незаконно. По словам генерального директора РИА Новости Николая Бирюкова, 5 сентября сотрудники прокуратуры запросили письменные объяснения от агентства, объяснив, что они нужны им для отказа в возбуждении дела. Однако спустя два дня прокуратура передала в суд два административных дела: одно в отношении ФГУП РИА Новости, на которое зарегистрировано доменное имя сайта «Московских новостей» mn.ru, второе - против С. Миронюк как должностного лица, сообщает Российское агентство правовой и судебной информации. Рассмотрение этих дел об административном правонарушении было назначено на 19 сентября, однако суд был перенесен на 3 октября. Как сообщает РИА «Новости», представители агентства представили суду дополнительные документы, на изучение которых понадобится время. Если суд примет сторону Г. Мустафиной, РИА «Новости» и С. Миронюк заплатят сравнительно небольшой штраф (от 500 до 1000 рублей для должностных лиц и от 5 до 10 тысяч рублей для юридических лиц). Но не это главное. Дело в другом – возникает вопрос: а как теперь СМИ должны сообщать о работе правоохранительных органов, чиновников, депутатов – не упоминая имен, фамилий, должностей? В этой связи представляющий интересы С. Миронюк адвокат А. Макаров выразил опасение, что данный судебный процесс может стать опасным прецедентом. «Это находится за пределами правового поля и фактически значит, что СМИ не смогут выполнять функцию по донесению важной информации», – приводит его комментарий Газета.Ру.

СЕНТЯБРЬ, 19
Газета «
PROОтрадное»
В редакцию газеты «Pro Отрадное» (Лениградская область) позвонили из областной прокуратуры с уведомлением, что издание будет проверено по факту размещения ненадлежащей рекламы. Хотя собеседники издания и уверяли, что это ежемесячная проверка, и её проходят отнюдь не все СМИ. Так, по какой-то причине, ни одно издание в городе о рекламном рейде прокуратуры ничего не слышало. Учредитель издания Наталья Петрова считает - если газета не пройдет проверку, выжить изданию будет крайне сложно. Ведь основной доход изданию приносят именно объявления. Петрова считает, истинная причина того, что прокуратура ополчилась на издание - независимая позиция СМИ по отношению к властям города.

СЕНТЯБРЬ, 19
Газета «Коммерсант»
Федеральный арбитражный суд Московского округа сегодня, рассмотрев жалобу АКБ «Национальный резервный банк» (НРБ), главой которого является Александр Лебедев, признал законными решения нижестоящих судов по делу о защите деловой репутации. Ранее суды отказали банку в удовлетворении требований к ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» о защите деловой репутации и взыскании 11 млн руб. В рамках этого дела оспаривается статья, вышедшая в газете «Коммерсант» 4 марта 2011 года под названием «НРБ отдает прибыль акционерам». Напомним, банк А. Лебедева подал в арбитраж четыре аналогичных иска о защите деловой репутации, по всем искам суд отказал в удовлетворении требований (см. монитор за июль 2011 года). Требования А. Лебедева к газете «Коммерсант» касаются ряда публикаций, выходивших в периодическом издании с ноября 2010 года и наносивших, по мнению истца, вред деловой репутации банка. В них говорилось о том, что ведется следствие по делу о нецелевом использовании средств государственной поддержки, выделенных НРБ на санацию банка «Российский капитал» в 2008 году. А. Лебедев считает, что «все то, что печаталось в газете на протяжении последних восьми месяцев по поводу Национального резервного банка, выходит за рамки приличия». Недовольство главы банка вызвано еще и тем, что, по его словам, из-за подобной информации в «Коммерсанте» банк потерял миллиарды рублей депозитов и вкладов.

СЕНТЯБРЬ, 19
Все СМИ
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Андрей Горшечников потребовал запретить СМИ упоминать об апокалипсисе по календарю майя. А заодно – и вообще ограничить «пропаганду конца света». Интересно, что свое требование народный избранник адресовал губернатору Северной столицы Георгию Полтавченко, который известен своими консервативно-православными взглядами. Согласится ли градоначальник с тем, что о конце света вообще нельзя упоминать даже в соответствии с христианским учением? Бывший комсорг и нынешний депутат петербургского парламента Андрей Горшечников своеобразно понимает заботу о жителях Санкт-Петербурга: он направил запрос губернатору с требованием запретить СМИ упоминать об апокалипсисе, который по календарю майя приходится на 21 декабря 2012 года. Горшечников считает, что в обществе нарастают панические настроения, а СМИ в погоне за рейтингами лишь только усиливают панику. Депутат уверен, что подобная информация может заставить граждан искать утешение в алкоголе и наркотиках, увеличить число преступлений и самоубийств. Люди могут стать жертвами мошенников и начать покупать «чудо-средства» для своего «спасения». Каким образом городские власти могут ограничить СМИ, депутат не поясняет, требуя от Смольного «принять меры по противодействию информационному нагнетанию общественной истерии». В Комитете по печати городской администрации (который тоже упомянут Горшечниковым) не смогли пояснить, что будет сделано в ответ на запрос. Но майя – это всего лишь частный случай, поэтому депутат просит «рассмотреть вопрос о законодательном ограничении пропаганды конца света». Как поступит губернатор, демонстрирующий свою приверженность православным традициям, в ответ на эту просьбу, не ясно.

СЕНТЯБРЬ, 19
Телеканал «Культура»
По сообщению «Граней.Ру», телеканал «Культура» отказался в день 80-летия Владимира Войновича показать фильм Валерия Балаяна «Владимир Войнович. Остаться собой», снятый по заказу телеканала в объединении «Мирабель» Миры Тодоровской. Об этом сам Балаян сообщил на своей странице в Facebook.

СЕНТЯБРЬ, 19
Дмитрий Добуш
Газета «Курьер. Среда. Бердск»
На улице Ушакова в Бердске (Новосибирская область) около двух часов дня «Волга» врезалась в «Тойоту Корону». Когда на место происшествия прибыли журналисты, участники ДТП отказались давать комментарии. Они вели себя очень агрессивно, считая, что журналист не имеет права писать о происшествии без их на то согласия. Они запретили корреспонденту газеты «Курьер. Среда. Бердск» Дмитрию Добушу и фотографировать свои автомобили, и находиться на месте аварии. Пытались применить физическую силу, размахивая руками и ногами. При этом состоялся интересный диалог: «Я не хочу, чтобы ты снимал мою машину!» - «Я не должен спрашивать у вас разрешения» - Ты чо, меня не уважаешь?!».

СЕНТЯБРЬ, 20
Газета «Известия Калмыкии»
В Элисте сотрудников республиканской газеты «Известия Калмыкии» не пропускают в Дом печати, сообщил учредитель издания. По его словам, утром на проходной Дома печати был выставлен кордон из сотрудников частного охранного предприятия «Йисн Туг», которые пропускают журналистов всех других республиканских изданий, кроме «Известий Калмыкии». Министерство по земельным отношениям и имущества республики требует от журналистов освободить помещение в Доме печати, отказываясь пролонгировать договор аренды республиканского имущества. «Однако с апреля текущего года, когда был направлен на согласование в министерство новый договор, до августа никаких требований о прекращении арендных отношений не поступало. Все эти месяцы мы исправно платили арендную плату», - заверил представитель газеты. Как сообщили в арбитражном суде Калмыкии, иск от Минземимущества региона к ООО «Издательский дом «Известия Калмыкии» в суд не поступал. «Попытки министерства незаконно выселить единственную массовую газету, выходящую на русском языке - это давление на редакционный коллектив, публикующий на страницах издания острые и злободневные материалы», - сказал представитель газеты. Как сообщил Виктор Мучеряев, генеральный директор издательского дома «Герел», в оперативном управлении которого находится Дом печати, приказ о запрете пропуска журналистов «Известий Калмыкии» поступил от министерства. Договор с частным охранным предприятием заключен накануне. Ранее сообщалось, что газету «Известия Калмыкии» отказывались печатать в элистинской типографии. Выпуск очередного номера издания был осуществлен в соседнем регионе.

СЕНТЯБРЬ, 20
Интернет
Попытка заблокировать омским интернет-пользователям доступ к фильму «Невиновность мусульман» стала лучшей пиар-компанией. Омские интернет-пользователи полагают, что город стал «испытательным полигоном» будущего введения цензуры в Сети. Служебное рвение и. о. прокурора Омской области Александра Лоренца, сработавшего на опережение судебного решения, стало предметом размышлений пользователей омских форумов и ЖЖ. Напомним, как сообщали многие СМИ, не дожидаясь рассмотрения в Тверском суде Москвы иска Генпрокуратуры о признании экстремистским американского фильма «Невиновность мусульман», г-н Лоренц разослал предостережения пяти местны